всё о любом фильме:

Пленный

год
страна
слоган«Жизнь в обмен на смерть»
режиссерАлексей Учитель
сценарийВладимир Маканин, Тимофей Декин
продюсерАлексей Учитель
операторЮрий Клименко
композиторЛеонид Десятников
художникАндрей Васин, Галина Деева, Марк Ли
монтажЕлена Андреева, Глеб Никульский
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
$124 300 сборы
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время80 мин. / 01:20
Кавказская война. Чеченцы перекрыли дорогу, и федералам нужно заплатить за проезд. Денег или патронов нет, подкрепления ждать неоткуда, поэтому двое бывалых рядовых-старослужащих ловят пленного, чтобы им расплатиться за проезд. Груз, впрочем, оказывается более ценным и опасным, чем они думали.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
2 + 2 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Ираклия Мсхалаи Алексей Учитель искал почти восемь месяцев. В поисках актера, способного справиться с ролью, режиссер объездил Чечню, Грузию, Сербию, Испанию, а нашел в Грузинской школе в Москве.
    Трейлер 02:21

    файл добавилBlue---Door

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 608 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мало, очень мало фильмов выходит на экране о чеченской войне 15-летней давности, а это в период бума отечественного кинематографа. Вспомнить то нечего, балабановская «Война» была своего рода данью жанру боевик, «Александра» Сокурова рассказывала о казарменной жизни солдат. Никто так и не рискнул показать войну в Чечне. В стране давно уже пытают «заставить» население забыть об этой ненужной и кровопролитной войне. Чеченскую Республику поднимают на ноги, строят дома, футбольный стадион, даже самую большую мечеть в Европе там построили, тем самым, отобрав пальму первенства у Казани. В Чечне нынче всё хорошо, по крайней мере, из европейской части России так кажется, а отплясывающий лезгинку у Михалкова чеченец становится насажденным с верху символом возрождаемой Чечни. Государство пытается изменить общественное мнение среднего россиянина о жителях этого региона, и пока на фильмы о чеченской войне, остается только надеяться.

    «Пленный», конечно же, переносит зрителя вглубь региона в период военных действий, однако рассказывает историю, которая могла случиться в любом уголке мира, на любой войне. Торг российского офицера с местными о семи калашах и семи ящиках патронов, не кажется провокационным, остается в тени основных событий фильма. Точнее основного события — «прогулки» двух русских солдат и чеченского паренька к нашим. Вот тут Учитель приближает зрителя к военным действиям, эпизоды с нарисованным на экране прицелом СВД, являются ужасающими, правдоподобно показывая войну глазами снайпера. Нужный эффект добивает не хитрым путем, однако запах войны доходит, её ненужные жертвы и гибнущие плененные по обе стороны. Чеченец с автоматом, настроивший детей к лютой ненависти к своим врагам и без сценарного текста способен создать мощный образ злодея, учитывая, что таких боевиков было не одна и две сотни.

    У героев ленты, двоих русских рядовых, оказавшихся на этой войне, в самой её гуще нет времени бояться, прятаться или убегать. Призыв в своё время поставил их перед фактом, теперь уже невозможно ответить «нет» на приказ. В фильме они даже доблестнее, сами готовы взяться за выполнение задания, может, они когда-то и не хотели воевать, только им теперь не оставили права на выбор. Приходиться ходить по лесам, переходить горные реки, падать со склона, мокнуть под дождём. Есть солянку сидя на скамейке прямо из кастрюли. Нет времени не помыться, ни поспать. У войны нет тайм-аута. Со временем они научились не бояться. За весь фильм страх накрыл их всего лишь раз, сделав невольными свидетелями встречи двух чеченских бандформирований.

    Война страшна по определению, за считанные дни способна унести множество ни в чём не повинных жизней. Только когда она разрастается на годы, переходит в леса и горы, её участникам остается надеяться лишь на себя и свой автомат, даже если не придется из него стрелять. Ещё на удачу. А что до страха, то враг из противоположного окопа испытывает схожие чувства, у него те же доводы — патроны, те же мысли, он тоже человек. В отличие от тех седовласых дедов начавших эту войну. После войны, когда в дело вступают дипломаты, солдатам остаются только их раны, душевные и физические, которые не зарастут никогда, так и отдаваясь через года выстрелами калаша над головой. Учитель снял фильм, оставив стрельбу и жертв за кадром. Однако не бывает войны без стрельбы и жертв.

    11 февраля 2009 | 22:11

    Алексей Учитель — знак определенного уровня качества. Зрители относятся к режиссеру по-разному, но класс все же есть класс. Другое дело, когда идеи не подходят тебе по духу.

    Не буду скрывать, многие истории Учителя мне не интересны, его художественные приемы меня не цепляют. Не мой режиссер, чего греха таить. Однако пройти мимо последнего фильма маститого гранда я не мог. Большую роль в принятии положительного решения сыграла весть о том, что на фестивале в Карловых Варах (основным соперником ММКФ) Учитель отхватил приз за режиссуру.

    Также подогревало интерес, что в качестве сценарной основы был выбран скандальный рассказ Владимира Маканина «Кавказский пленный», который уже успели окрестить русской «Горбатой горой». Верить таблоидам нельзя, в чем я лишний раз и убедился, прочитав сам рассказ. Никакого оттенка скандальности, однако, сам рассказ есть ключ к пониманию картины Учителя. Объясняет те моменты, на которых режиссер не заострил внимание зрителя.

    Ведь если по-честному фильм «Пленный» снят Учителем для Учителя. Но вот смотреть и разбираться надо нам. Война — это то действо, когда у человека обостряются те инстинкты, которые ответственны непосредственно за выживание особи. Все остальное приносится в жертву, как что-то ненужное и неважное. Чувство понимания красоты отходит на второй план, как некий атавизм. Но что делать, когда красота сама окликает себя? Пропустить это мимо ушей или откликнуться? Вовка-стрелок предпочитает этого не заметить, для него война важнее, чем окружающий мир. Здесь надо выжить. Рубахин — человек другой. Простой русский парень, не привыкший много говорить без дела. И когда эта красота попадает к нему в руки, он не знает, что с ней делать. И расстаться с ней, значит потерять какую-то незримую, но очень важную частичку себя.

    Все вышеописанное относится к рассказу Владимира Маканина. Режиссер решил концепцию изменить. Только в одном компоненте. Тяга к возвышенному была заменена отеческими чувствами. На деле получилась гидра о двух головах. Вроде отсеченная сценарием сюжетная линия Маканина, все равно незримо присутствует в фильме, мешая нормальному и адекватному восприятию происходящего. Мотив в целом понятен, но не вяжется с основной канвой картины. Напрашивается один вывод, а выходит совсем другой. Нет цельного восприятия материала. Так и мечешься, не понимая, за какой ориентир зацепиться. Двойственное впечатление и подозреваю, что Учитель не добивался этого осознанно.

    То чему писатель уделил много внимания как краеугольному камню произведения, у Учителя вместилось в один долгий план. Абсолютно ни к чему не привязанный. Если бы режиссер все же рискнул оставить главный посыл рассказа в кино, то картина вышла бы честнее, без ненужных недосказанностей и недомолвок. Впрочем, если учесть тот факт, что кино сделано не для зрителей, то и не стоит особо переживать по этому поводу. Хотя, может все дело в том, что рассказ вообще не стоило читать?

    25 ноября 2008 | 09:07

    Первый раз возникло желание посмотреть «Закрытый показ» с Александром Гордоном. Я люблю умное кино. Но я не люблю русское умное кино с его серыми красками, однообразным пейзажем и затянутостью. Фильм «Пленный» мне понравился. И он не просто понравился — он зацепил.

    Я не разбираюсь в тонкостях военных действий. Но в том то и дело, что фильм не о войне. Она, как бы ни было странно, идет фоном. Этот фильм даже не о человеке на войне. «Пленный» — фильм о человеке в критической ситуации. А война показана как крайнее проявление этой самой критической ситуации. Этот фильм о том, что даже в такой момент возможно сохранить в себе человека и не пробудить зверя.

    Отдельное слово хочется сказать о великолепной режиссуре Алексея Учителя, прекрасной операторской работе Юрия Клименко и, конечно же, о музыкальной составляющей работы Леонида Десятникова. Песня в конце фильма вкупе с красивейшим пейзажем дает усиливающий эффект к эмоциям после просмотра фильма. Это соединение завораживает…

    Для меня фильм оказался тяжелым. Но по несколько иным причинам, нежели общее впечатление от фильма. Как говорится, каждый видит свое. Несколько минут у меня был шок. Этот фильм из тех, которые даже если смотрел один раз и пересматривать не собираешься, очень долго не выходят из головы.

    Рекомендую фильм к просмотру всем, кто хоть раз задумывался о том, что в наше время происходит деградация души человеческой. И «Пленный» является ярким примером того, что еще не все потеряно. Не нужно раскладывать его по полочкам, искать ляпы и несоответствия в военных действиях — нужно просто смотреть на отношения и чувства людей.

    8 из 10

    16 мая 2009 | 15:47

    Многие ожидали от Алексея Учителя откровений запретной любви, что дальнозоркие читатели углядели за недоговорённостью короткого маканинского рассказа о чеченской войне, который, памятуя о классиках, тот назвал «Кавказский пленный». Из одного слова вытянули чувство, а к нему изо всех сил стали притягивать отсутствовавшие отношения.

    Но Учитель не пошел по заманчивому пути ложных ожиданий. Вместо сенсационного прорыва в запределье человеческих страстей Алексей Учитель снял кино о войне. Вот так просто: о войне. Это могла быть любая война. Историю, как и название рассказа В. Маканина, легко переложить на события прошлого и даже позапрошлого века и она не потеряет сути. Чечня и Кавказ — это лишь способ актуализации темы и приближения её к зрителям.

    Фильм, как и рассказ, сосредоточен именно на военном аспекте боевых действий. За рамками этой истории остаются карательные операции, пресловутые «зачистки» с забрасыванием подвалов гранатами и обстрелами из установок «Град». Война здесь — это рутина: быт, долг и работа.

    Но, кому — война, а кому — мать родна. Командиры с обеих сторон налаживают взаимовыгодное сотрудничество и натуральный обмен, рядовые, как могут, устраивают свою жизнь. На войне, как на войне: один входит в систему, другой — пытается хранить отстранённое существование, один играет в войну, другой — продолжает жить, рискуя, если не быть убитым физически, то уж точно, стать раненым душой.

    Потому тот, другой, не желает обменять свой трофей на чужого: его притягивает неожиданная красота молодого парня, на лицо которого сошло живописное многоцветье окрестных мест. Красота человека — от грузинского школьника Ираклия Мсхалаиа, а естество природы — от выдержанного, наблюдательного взгляда камеры Юрия Клименко, оттеняющего серебристое сияние гор — горькой гибелью русского солдата, изумрудную зелень лесов — собачьим гоном на скрытого в нем врага.

    Два русских солдата бредут к заблудившейся в горах колонне федералов, а трофейный чеченец — временный попутчик, распутывающий для них путеводные нити многочисленных горных троп.

    Бесшабашному Вовке в диво — чего это его приятель Рубахин (Рубаха) так носится с этим чеченёнком?! У него, у Вовки, все просто: шаг влево, шаг вправо — расстрел, прыжок на месте — провокация. А у Рубахи? Что у Рубахи под рубахой? Сердце, человеческое сердце, из которого война ещё не вытравила человечность.

    Прыгая за сорвавшимся в реку мальчишкой, Рубахин спасал его не для себя, он знал, что расстанется с трофеем, как только они дойдут к своим, просто оберегал красоту от гибели — чтобы радовала других.

    Что чувствовал Рубахин, когда, как ребенка, нес спасенного на руках, или лежал бок о бок с ним на ночёвке? Думал, как будет также носить на руках своего сына или где бы найти ту, которая родит ему такого красавца? Мог ли он думать ещё о чем-то? Учитель его этому не научил.

    С помощью режиссера или без оной неизвестная троица из двух профессионалов (Вячеслав Крикунов — Рубаха, Петр Логачев — Вовка) и одного любителя, представила психологический конфликт личности, подчиненной суровым правилам войны, когда, либо — ты, либо — тебя, а выживание — это ещё не путь к жизни.

    «Пленный» — чисто военное кино с простым, как истина, гуманистическим посылом. Нет, не «красота спасет мир», но «красота пробуждает человечность» (ну или что-то в этом духе). Сдержанная, эмоционально и эстетически выдержанная повесть о том, как естественная красота окружающей природы, отражаясь в лице юного жителя воюющих гор, пробуждает в не отжившем сердце, человечность. А война… Что война? Главный враг человечности.

    15 сентября 2008 | 23:32

    Не вижу ничего нового в этом фильме. Вижу войну, вижу страх, как на любой войне, но не вижу того, что мне хочет сказать режиссёр.

    Ничего удивительного нет. Кроме «хорошего» художественного сюжета и неплохой игры актёров.
    Да, это война. Это самое страшное что может быть.

    Но, простите, когда русскому солдату режут ухо и заставляют резать барана, этот бедный парень трясется, не зная, что делать от такого психологического удара? Вот это что такое? Кто мне объяснит?

    Отчего же русский солдат сожалеет о том, что задушил чеченца, который так рвался закричать, сдать их с потрохами, что бы им головы отрезали и насадили их себе на мухи? Это война! В конце концов они сами не знают, за что борются и зачем им это все.

    Говорю это потому, что это смотрится очень не натурально, здесь много лжи. Примерно о том же фильм Михалкова «12», только там заканчивается все благополучно, но сказочно.

    Этот излишний патриотизм меня немного добивает. Нужно быть самим собой, жить реальным миром. Ведь он жесток, на сегодняшний день.

    Человек я верующий, и понимаю, что все, что сейчас я сказал, противоречит любой религии, но зато я вижу мир своими глазами. Вижу какие люди живут на земле, которые готовы резать человека, как скотину, просто ни за что. За то, что он русский. Вот это меня и бесит. А мы почему-то должны сострадать этим горнякам и проявлять милосердность.

    6 из 10

    15 мая 2009 | 22:56

    В лихорадочной подготовке к экзамену, пришлось мне взяться за непростой рассказ (повесть?) Маканина «Кавказский пленный». Рассказ удивил. Редко встретишь произведение, где о любви писали бы так. Как-то искренне, светло, хоть и немножко наивно. Тем более редкость, чтобы так писали русские авторы о любви нетрадиционной, отнюдь не платонической.

    Восхитившись я отложила билеты и села за экранизацию. Ой зря. Из философской притче о любви, жестокости, красоте и жизни, сделали простое брожение по горам. Просто двое солдат ведут простого пленного. По пути болтают о чем-то, пленный пытается он сбежать пару раз (чего в оригинальном рассказе парень не делал, т. к. не был идиотом). Показывают жизнь вокруг немножко, чуть-чуть пейзажи. Все настолько блекло, что в какой-то момент фильм начинает клонить зрителя в сон.

    Ни эмоций, ни оригинального замысла, ни раскрытия главных тем рассказа. Даже никакой связи толком не прощупывается между актерами (а так хорошо актеров подобрали, аж обидно, что все впустую). Им как будто неловко посмотреть друг на друга больше положенного общественными нормами. Чтоб не подумали, что они тут хоть как-то оригинальное произведение отыгрывают.

    Вот так вот, оторвавшись от базиса оригинального произведения, родился пустой, скучный фильм. Собственной идеи и посыла не выработавший, да так, пустышкой, по экранам и промчавшийся.

    17 января 2015 | 03:24

    Фильм не плох по замыслу. Идея такова: «на войне если убьешь не ты, то убьют тебя». Выбор непростой, но в такой ситуации иначе не выжить.

    Все фильмы Алексея Учителя легкие и не навязчивые, поэтому кажется, что фильмы о войне не его конек, и дело не в том, что боевика не получилось, в этом не было замысла. Но война — это страшно, в фильме страха нет, есть лишь вялое действие, взгляды и немного разговора.

    В целом фильм получился недоделанным. Картинка узкая, нет простора, действия. Хотя игра молодых актеров понравилась, в особенности Вячеслав Крикунов.

    7 из 10

    15 июня 2009 | 20:24

    Два русских солдата — молчаливый Рубаха (Вячеслав Крикунов) и снайпер-болтун Вовка (Петр Логачев) во время первой чеченской войны ведут через горы под конвоем третьего — пленного кавказского юношу (Ираклий Мсхалаиа), который — по идеи — должен, выступая проводником, помочь вывести застрявшую в ущелье колонну. Юношу, которому симпатизирует Рубаха, зовут Джамал (что значит «красивый»). Он и вправду красив, и тут, сразу же, на ассоциативном уровне вспоминаются слова князя Мышкина из «Идиота» Достоевского о том, что «красота спасет мир».

    Перенесенная на экран с 14-летним опозданием повесть Владимира Маканина «Кавказский пленный» в связи с грузино-осетинским конфликтом по-прежнему выглядит актуальной. «Пленный», как и положено антивоенному кино, — фильм о надуманности и неизбежности войны. Однако, поданный настолько не назидательно, что только раз, позволяя себе снять «дрожащей» камерой динамичную сцену погони, в остальном режиссёр выдает такие безучастные, отстраненные планы, что нет сомнений: Учитель не учит жить, а выводы, надо думать, предлагает сделать самому зрителю.

    Если же говорить о красоте, как о квинтэссенции спасения, являющейся лейтмотивом, как повести так и фильма, то между литературным произведением и кино есть как схожие, так и расхожие мотивы. У Маканина симпатия солдата Рубахи к чеченскому юноши, как известно, носила несколько патологический характер. У Учителя их отношения стали братскими. Красота спасет мир? Черт с два! Только в отношении красоты, кстати, фильм, как и повесть, позволяет себе некоторую резкую категоричность. Как красота может спасти мир, если она сама себя спасти не в состоянии?

    24 декабря 2009 | 18:36

    «Закрытый показ» по Первому демонстрировал фильм А. Учителя «Пленный»

    Начнем с того, что сюжетная линия фильма отсутствует полностью.

    Я тоже не знаток проведения военных операций в горах, но метод загона матёрых боевиков голодными собаками и транспортными вертолётами выглядел несколько странным. А дальше — сюжет вообще приказал долго жить. По ходу фильма совершенно не понятно куда и зачем ведут этого пленного.

    Автор рассказа попытался что-то невнятно прояснить насчет сюжета после показа, но не преуспел. Самому Учителю, кажется, до сюжета совсем дела нет. Ему кино хочется снимать… про чувства и нравственный выбор. Только из аннотации на «Кинопоиске» более понятным становится зачем это всё. Но мне не нравится такая позиция — чтобы лучше понять кино, то нужно сначала рассказ прочитать, чтобы понять по каким причинам действовали герои.

    Ладно, пускай нет сюжета, война игрушечная, но взаимоотношения главных героев должны же быть настоящими, чтобы в них верилось сразу и бесповоротно!
    Как бы не так! Когда Рубаха вытащил бедного мальчика из бурлящего потока (после того, как тот хотел сбежать), то он нес его на руках, как невесту из ЗАГСа. Тьфу! Плеваться же ведь хочется, ей-богу! Да он пинками и прикладом его должен был выносить!

    Почему же, объясните мне, между грубым и злым Рубахой (он специально даже курить бросал, чтобы злее быть) и женоподобным помощником снайпера возникла такая приязнь? Именно после выноса тела и создалось впечатление, что «голубая Луна всему виной», хоть и обещал Учитель судиться с каждым, кто назовет его фильм — «Горбатая гора-2.» Ну не бывает так, не бывает!

    Одно могу сказать точно, что фильм сей будет нравиться женщинам. Они и так сказали, что этот фильм про них. Именно для них Учитель его и делал, сам того не зная.

    О нравственном выборе на ВОЙНЕ вообще говорить смешно! Хотя слоган фильма это выносит во главу угла — «Жизнь в обмен на смерть»…«Обжигающей» красоты пленный был обречён! Его всё равно бы убили или там, в кустах, или когда пришли бы к колонне.

    А вывод такой: при всех плюсах фильма (Оператор, Звукорежиссёр) Учитель его провалил.

    P.S. Думал, почему не могу забыть про этот фильм и понял: Маститый режиссёр достаёт из своего носа непотребное на кончике пальца и начинает показывать всем по сторонам, приговаривая, мол, посмотрите красота-то какая, и половина народу кивает восхищённо, ага, мол, точно красота.

    Я из другой половины…

    16 мая 2009 | 22:42

    Один из немногих отечественных фильмов, которые входят в ряды моих любимых, единственный в десятке. Хотя от темы войны я далека. Впрочем я не смотрела на фильм с точки зрения вражды двух народов, а скорее я смотрела на человеческие отношения, на восточную гордость. Этот молчаливый мальчик, он засел у меня в голове на долгие часы после просмотра. Не каждый бы смог вести себя так в плену, не сломались бы единицы, а он к тому же почти еще ребенок.

    Я ставила себя на место военного, стала бы я убивать мальчонку, для спасения собственной шкуры? В голове естественно пронеслось самоотверженное «Нет!», естественно, мне легко с дивана рассуждать, окажись я там, инстинкт самосохранения сказал бы иначе.

    Вообще фильм сложный для восприятия, о нем трудно говорить, его надо посмотреть и молча «переварить», но посмотреть его определенно стоит, думаю многих он зацепит за живое.

    P.S.: Я верю в пацифизм! Добро должно победить!(с)

    10 из 10

    15 октября 2010 | 09:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>