всё о любом фильме:

Сияние

The Shining
год
страна
слоган«The Horror is driving him crazy»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Дайан Джонсон, Стивен Кинг
продюсерСтэнли Кубрик, Роберт Фрайер, Ян Харлан, ...
операторДжон Олкотт
композиторУэнди Карлос, Рэйчел Элкинд
художникРой Уолкер, Лесли Томкинс, Милена Канонеро
монтажРэй Лавджой
жанр ужасы, триллер, драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  16.4 млн,    Франция  2.36 млн,    Германия (ФРГ)  2.02 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время144 мин. / 02:24
Номинации:
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Главный герой — Джек Торренс — приехал в элегантный уединенный отель, чтобы поработать смотрителем во время мертвого сезона вместе со своей женой и сыном. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
58 + 5 = 63
8.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Стивена Кинга «Сияние» (The Shining, 1977).
    • Дэнни 43 раза повторяет «Redrum» перед тем, как проснется его мать.
    • Чтобы создать внутренние помещения отеля «Overlook», Стэнли Кубрик и Рой Уолкер, художник фильма, намеренно соединили вместе множество элементов интерьера из различных реально существующих отелей. Специально для фильма было сделано множество фотографий внутренних помещений различных отелей.
    • Чтобы погрузить съемочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977).
    • Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил свое убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актера с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид.
    • По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съемок, он падал в кровать и немедленно засыпал.
    • Концовка фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» содержит уникальные неиспользованные кадры Стэнли Кубрика к фильму «Сияние».
    • На роль Джека Кубрик рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро и Робина Уильямса. Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был недостаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим.
    • Как и в книге, в сценарии была сцена, в которой Джек находит альбом с газетными вырезками об отеле. По неизвестным причинам эта сцена так и не была должным образом снята, однако альбом все же можно увидеть в кадре. Он лежит рядом с пишущей машинкой в сцене, когда Джек сообщает Венди о том, чтобы его никогда не беспокоили, в то время как он работает.
    • Знаменитую сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что на экране хлещет кровь.
    • В декорациях Зала Колорадо, где работает Джек, из-за интенсивной высокой температуры, произведенной осветительными приборами, которые изображали солнечный свет за окнами, случился пожар. К счастью, к тому моменту почти все сцены в нем были сняты.
    • Декорации Зала Колорадо впоследствии использовал Стивен Спилберг в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 146 минут.
    • Стэнли Кубрик переснимал сцену диалога между Шелли Дювалл и Джеком Николсоном 127 раз, стремясь сделать ее идеальной.
    • Известная фраза «Here`s Johnny!» является импровизацией Джека Николсона.
    • Заинтересовавшись постановкой фильма, Стэнли Кубрик, не учтя разницы во времени, позвонил Стивену Кингу рано утром. Кинг, страдая от жуткого похмелья, был, мягко говоря, шокирован, услышав в телефонной трубке голос Кубрика, который сразу же начал высказывать идеи об экранизации книги.
    • Фильм, который смотрят Венди и Дэнни, — «Лето 42-го» (1971).
    • Джек Николсон предложил, чтобы его герой бросал теннисный мячик об стену. Изначально в сценарии было сказано: «Джек не работает». Однако Николсон не предполагал, что мячик ему придется бросать на протяжении десятков дублей, после чего он практически не чувствовал своей руки.
    • На строительство снежного лабиринта в концовке фильма ушло 900 тонн соли и пенополистирола.
    • Изначально Стэнли Кубрик хотел, чтобы Кэри Гуффи исполнил роль Дэнни.
    • Сценарий фильма был настолько существенно изменен во время съёмок, что Джек Николсон перестал читать новые версии, а читал только новые страницы, которые ему нужно было сыграть в следующей сцене.
    • Уэнди Карлос и Рэйчел Элкинд написали электронный саундтрек к фильму, который практически полностью был отвергнут Стэнли Кубриком. Из их саундтрека в фильме сохранились только музыка на начальных титрах и еще несколько незначительных элементов по ходу действия фильма.
    • Стэнли Кубрик отверг сценарий, написанный Стивеном Кингом, который слишком дословно следовал книге и значительно отличался от видения истории Кубриком.
    • По словам Шелли Дювалл, чтобы снять сцену «Here`s Johnny», потребовалось «всего лишь» 3 дня и 60 дверей.
    • Тони Бертон, сыгравший Лари Даркина, принес на съёмочную площадку шахматы. Стэнли Кубрик, заядлый шахматист, не мог их не заметить. Несмотря на то, что съёмки заметно отставали от графика, Кубрик остановил съёмки на один день и весь день проиграл в шахматы с Тони. Бертон выиграл только одну партию, однако Кубрик поблагодарил его, сказав, что он давно не играл против такого сильного соперника.
    • Стэнли Кубрик хотел снимать фильм в хронологическом порядке. Учитывая различные декорации, подготовленные для фильма, и действие, постоянно перемещающееся из одной декорации в другую, абсолютно все съёмочные площадки и декорации, сделанные для картины, должны были быть доступны для съёмок в любое время. Поэтому все павильоны студии «Elstree Studios» были заняты декорациями «Сияния».
    • Машина Торренса — Volkswagen Beetle.
    • Вивиан Кубрик можно заметить в сцене вечеринки. Она одета в черное платье и сидит на правой стороне дивана, ближайшего к бару.
    • Предполагалось, что мячик, брошенный Джеком об стену, отскочит от нее и попадет в линзу кинокамеры. Чтобы добиться нужного результата, потребовалась несколько дней: почти вся съёмочная группа поучаствовала в бросании мячика, при этом камера продолжала снимать абсолютно все попытки, чтобы не пропустить самую удачную.
    • По версии «Американского института кино», фраза «Here`s Johnny!» заняла 68 место в списке «100 лучших фраз в истории кино».
    • По версии журнала «Premiere», фраза «Here`s Johnny!» заняла 36 место в списке «100 лучших фраз в истории кино».
    • Стивен Кинг не одобрил Шелли Дювалл на роль Венди. По мнению Кинга, Венди — это стереотипная блондинка, никогда раньше не сталкивавшаяся с настоящими трудностями в жизни. По его мнению, Шелли слишком ранимая и повидавшая многое в жизни, что является полной противоположностью образа в представлении Стивена.
    • Изначально Гарри Дин Стэнтон должен был сыграть Ллойда (бармен), однако не смог принять участия в съёмках из-за занятости на «Чужом» (1979).
    • Фотография «Identical Twins, Roselle, New Jersey, 1967» Дианы Арбус вдохновила создателей на кадр с двумя девочками-близнецами в коридорах отеля.
    • Около 5000 человек прошли пробы на роль Дэнни.
    • Согласно данным «Variety», съёмки фильма продолжались почти 200 дней. Однако, по словам помощника монтажера Гордона Стейнфорта, на съёмки ушло куда больше времени — почти год. Изначально предполагалось закончить съёмки за 17 недель, однако они продолжались 51 неделю. Так как съёмки сильно затянулись, Уоррену Битти и Стивену Спилбергу пришлось отложить на время съёмки фильмов «Красные» (1981) и «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» соответственно на студии «Elstree Studios».
    • Дэнни Ллойд сам предложил, чтобы его персонаж шевелил пальцем, разговаривая с Тони.
    • Перед началом работы над фильмом Гэррета Брауна (оператор) заверили, что съёмки будут продолжаться максимум шесть месяцев, т. к. ему нужно было вернуться в США, где к тому времени начинались съёмки «Рокки 2» (1979). Когда, спустя полгода, было отснято материала лишь на половину картины, Гэррету пришлось в течение нескольких месяцев одну неделю работать на «Сиянии», а одну — на «Рокки», постоянно летая из Англии в США и обратно.
    • Чтобы снять кадр, где теннисный мячик подкатывается к игрушкам Дэнни, потребовалось 50 дублей.
    • Грэди (Филип Стоун) ни разу не моргает по ходу действия фильма.
    • В разговоре с Ллойдом Джек говорит о Портланде, штат Мэн. Стивен Кинг вырос в данном городе.
    • Лабиринт из живой изгороди был построен на аэродроме возле студии «Elstree studios».
    • Сцена, где Халлоранн едет к отелю в снежную бурю на снегоходе, была снята во время снежной бури по дороге к отелю «Timberline» в Орегоне.
    • Несмотря на множество негативных рецензий в год выхода на экраны, на сегодняшний день «Сияние», по мнению многих критиков, считается одним из лучших фильмов в жанре «хоррор». По версии «Американского института кино», в 2001 кино «Сияние» заняло 29 место в списке «100 самых страшных фильмов двадцатого века»; в 2003 году Джек Торранс занял 25 место в списке «100 лет… 100 героев и злодеев». По версии Channel 4, в 2003 году картина возглавила список «100 самых страшных фильмов всех времен». По версии «Total Film», в 2004 году «Сияние» заняло 5 место в списке «Лучших фильмов в жанре «хоррор». По версии «Bravo TV», в 2005 году фильм занял 6 место в списке «100 самых страшных моментов в кино».
    • Чтобы добиться от Шелли Дювалл нужного результата, Стэнли Кубрик перед началом съёмок потребовал от всей съёмочной группы, чтобы никто на съемках не симпатизировал, поддерживал или говорил комплименты Шелли. Сам же Кубрик докапывался до любых мелочей в её актерской игре, постоянно поддерживая её во взвинченном состоянии. Доходило даже до того, что режиссер в присутствии всей съемочной группы орал на Шелли, что она впустую тратит его время и время съёмочной группы. Позднее Дювалл согласилась, что Кубрик сделал всё возможное, чтобы добиться от неё максимально правдоподобной актерской игры, и она нисколько не винит его за использованные методы.
    • Джек Николсон предложил, чтобы Джессика Лэнг исполнила роль Венди.
    • В одной из сцен мы видим, как Дэнни и Венди идут к центру лабиринта, а камера медленно поднимается над ними, всё выше и выше удаляясь от них. Для съёмок сцены была построена миниатюра лабиринта, которую снимали с высоты шести футов (183 сантиметра). После этого построили центральную часть лабиринта в натуральную величину рядом с жилым домом. Шелли Дювалл и Дэнни Ллойд бродили в центре лабиринта, в то время как их снимали камеры с крыши здания. В заключение два кадра (миниатюра всего лабиринта и центр лабиринта в натуральную величину) соединили вместе.
    • Книга, которую читает Венди в начале фильма, — «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Комната, в которой происходили невероятные события, имела номер 217, но владельцы отеля попросили создателей картины заменить одну цифру на 237, так как боялись, что будущие постояльцы будут бояться останавливаться в этом «проклятом» номере.
    • Сцена, где Венди приносит Джеку завтрак в постель, снята как отражение в зеркале. Здесь можно увидеть, что на футболке Джека написано «Stovington». В то время как в фильме об этом ни разу не упоминается, в книге «Stovington» — название школы, в которой до этого работал Джек.
    • На бейсбольной бите, которой Венди бьёт Джека, в одном из кадров можно увидеть подпись Карла Ястрземски, известного игрока команды «Ред Сокс», преданным болельщиком которой является Стивен Кинг.
    • Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» — редактор фильма Норман Гей.
    • В каждой сцене, где Джек разговаривает с «призраком», присутствует зеркало, за исключением сцены в хранилище продуктов, где разговор ведется через дверь.
    • Стэнли Кубрик отказался от идеи создания живой изгороди в форме различных животных, которые бы «оживали» в определенных сценах, из-за несовершенства спецэффектов на момент съёмок фильма.
    • К моменту выхода фильма на экраны MPAA уже успела принять специальное положение, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, одобренных для любой возрастной аудитории. В рекламном ролике фильма не раз повторяется кадр, где кровь заливает холл гостиницы. Поэтому Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода.
    • Для съёмок сцены, где Джек выламывает дверь в ванную комнату, были сделаны облегченные двери, которые Джек Николсон, проработавший добровольцем в пожарной службе, ломал слишком легко. После нескольких дублей пришлось делать новые, более тяжелые и массивные двери.
    • Несмотря на стабильное попадание в различные списки самых страшных фильмов всех времен, на экране зритель видит всего одно убийство.
    • В сценах, где мы слышим, что Джек печатает, но не видим, что именно он печатает, Кубрик потребовал, чтобы был записан звук печатной машинки при печатании фразы «All work and no play makes Jack a dull boy». Дело в том, что Кубрик где-то услышал, что каждая клавиша на печатной машинке звучит по-разному, поэтому он хотел добиться максимальной аутентичности.
    • Чтобы снять сцену ближе к концу фильма, где Венди бежит вверх по лестнице, держа в руке нож, потребовалось 35 дублей. За время съёмок данной сцены Шелли Дювалл пробежала по лестнице расстояние, равное подъему по лестнице на крышу Empire State Building.
    • Фотография 1921 года в концовке фильма — подлинная, с единственным изменением: голову Джека Николсона «прикрутили» к телу другого человека. Изначально Стэнли Кубрик намеревался собрать массовку и сделать фотографию, однако позднее он решил, что лучше подлинной фотографии ничего быть не может.
    • Было потрачено около месяца, чтобы снять сцену, где Джек гонится за Дэнни в лабиринте.
    • В изначальной версии, вышедшей в 1980 году на экраны кинотеатров, была альтернативная концовка: после кадра с телом Джека следовала сцена с полицейскими снаружи отеля. После этого шла сцена в больнице, где находятся Венди и Дэнни. Уллман приезжает в больницу и сообщает, что им не удалось обнаружить тело Джека. Перед уходом из больницы Уллман бросает Дэнни теннисный мячик — тот самый мячик, который прикатился к Дэнни, когда он играл в коридорах гостиницы. Уллман смеется и выходит из больницы, а камера плавно переходит к последнему кадру с фотографией. Стэнли Кубрик сократил концовку спустя неделю после выхода фильма на экраны.
    • еще 59 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма Джек Торренс ломает дверь топором с правой стороны. При этом левая часть двери цела. Но когда он отвлекается на звук подъезжающего снегохода, дверь на заднем плане сломана с двух сторон.
    • Чернокожий повар открывает дверь в кладовку, дёргая ручку с правой стороны, а в следующем кадре мы видим, что он открыл дверь с левой стороны.
    • В самом начале фильма живописные панорамные кадры сопровождает один технический ляп, допущенный посредством небрежного монтажа, — можно увидеть тень, которую отбрасывает съемочный вертолет.
    • В заключительных сценах фильма персонажи бегают по глубокому снегу нисколько в него не проваливаясь. Учитывая большую мощность снежного покрова (в фильме про него напрямую говорится), это абсолютно нереалистично.
    • еще 1 ошибка

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Этот фильм замечательного режиссёра Стенли Кубрика по роману популярного автора Стивена Кинга был воспринят американскими критиками очень сдержанно, самим писателем — с резким раздражением, а «умники», придумавшие позорную премию «Золотая малина», даже набрались цинизма, чтобы Кубрика номинировать за худшую режиссуру (!!!). Однако лента «Сияние» пользовалась большим успехом в прокате, оставаясь в течение десятилетия (вплоть до появления «Мизери») самой кассовой среди многочисленных версий произведений плодовитого американского сочинителя, а ныне занимая почётное третье место. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 21301 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Предварительно произведя сбор данных о фильме, в ожидании чудного вечера перед ТВ, сделал капитальную подготовку к просмотру — уложил спать домашних, литры кофе, килограммы всякого хрустящего, и вот началось…

    Начало безупречно — классный саундтрек, завораживающие виды… ожидание настоящего ужаса нарастает…и к сожалению выше этого уже ни чего не было!

    Не смотря на три больших плюса этого фильма — Кубрик, Николсон и Кинг — он получился даже не близким к категории страшных. И мне не совсем понятно, как он мог попасть в различные десятки самых-самых.

    Мы знаем, что у Кинга настоящие ужасные книги, и есть фильмы, которые действительно заставляют сердечко биться быстрее и быстрее, но «Сияние», по моему мнению, с ними не сравнится.

    Что-то в этом фильме может и есть, но заметить это могут, наверно, только настоящие ЦЕНИТЕЛИ кино, а для ЛЮБИТЕЛЯ кино — это мимо цели! Может быть, когда я стану…, хотя нет — более полно я его не пойму!

    9 ноября 2009 | 21:56

    Не хочется начинать с рассказа о том, какой Кубрик выдающийся режиссер и что каждый его фильм — шедевр. Я воспринимаю не все его работы, и считаю «Сияние» самой удачной. Не потому, что остальные — не очень, а потому, что почти все фильмы по сценариям Стивена Кинга отличаются какой-то особой способностью нагонять страх на зрителя, ну или, по крайней мере, создавать атмосферу мистики и отчаяния. Какие бы ни были режиссер и актеры, практически любое кино-произведение по Кингу выделяется из ряда мистических триллеров и ужастиков.

    Сюжет тут не выдающийся — писатель, работая сторожем в отеле, начинает сходить с ума и преследовать жену и сына по всему отелю в животной необъяснимой ярости. Кино, в общем-то, про человеческий психоз, который в разных формах может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Конечно, это особенно страшно, когда ни с того, ни с сего отец начинает охоту на собственную семью в мрачном заснеженном отеле, используя топор и дикие вопли. И «Сиянию» повезло оказаться одним из первых «психо-триллеров», да еще и с Джеком Николсоном в главной роли. Спустя несколько лет, такая история могла бы и не произвести столь сильного впечатления на публику, но на то она и оригинальность, которая применима в одно время, а потом все остальное будет восприниматься как клоны и пародии.

    Вообще, особенная атмосфера происходящего в фильме — то, что удерживает до самого финала. Некоторые сцены запоминаются на всю оставшуюся жизнь — например, вопли Джека сквозь сон, думаю, в 80-х могли напугать кого угодно, а настоящая резня в коридорах отеля очень часто заимствовалась впоследствии как другими режиссерами, так и клипмейкерами. «Сияние» — очень удачное сочетание сценария, режиссера и актера главной роли. Убрать любую из этих составляющих, и фильм ничем бы особо и не запомнился, разве что экранизацией мистики Стивена Кинга. Но зачем говорить о том, что могло бы быть, когда есть отличный мистический триллер, местами превращающийся в настоящий дикий ужастик с неповторимым оскалом Джека Николсона. Придумать лучше, честно говоря, было бы очень сложно.

    Зрелищность — 5

    Постановка — 4

    Актеры — 5

    Сценарий — 4

    Ожидаемость — ожидаемо захватывающе

    Мое слово — один из лучших «психо-триллеров» в истории кинематографа. Не гениально и не идеально, но очень атмосферно и зрелищно, что тоже встречается не так уж часто.

    6 мая 2009 | 23:52

    Немного о самой книге.«Сияние» третий роман Стивена Кинга, принесший автору еще большую славу и успех. Отличается завораживающим и интересным сюжетом. Отель что закрывается на зиму и пробуждает в своих стенах самых фантастических и кровожадных призраков, семья ничего не подозревающая о данной опасности, к тому же переживавшая в кругу семьи не лучшие времена. К тому же интересно узнать что же таит в себе название книги и как оно с ней связано. Книгу всем настоятельно рекомендую!Казалось и экранизация должна быть достойной и успешной. Но не тут то было…

    Кроме как любимой всеми харизмы Николсона в фильме мы увидим полное несоответствие с персонажами и сюжетом книги (знаю что эта тема избита, но куда деваться),местами скучную и неправдоподобную игру остальных актеров (по ходу человек ведущий кастинг не любил творчество Кинга),нудную и нисколько не захватывающую атмосферу несравнимую с книгой. Единственное что пожалуй получилось достойно это финальная сцена «Догонялок Николсона за семьей». На фоне остальных смотрится очень динамично, завораживающи и бузумно. Также непростительный минус Кубрика это то что он обошел стороной множество сцен из книги. что уверен сыграло бы на рейтинге фильма неплохую роль.

    Хоть фильм и имеет больше наград чем антипремий и места во всевозможных ТОP я считаю его провальным и неинтересным… Но как фанат творчества Кинга несмотря на отзывы не мог пропустить эту картину. Можно также сделать снисхождение к Кубрику, так как это его дебютный опыт в жанре «ужасы». Выходит к сожалению и что первый блин получился комом и даже великие режиссеры совершают ошибки. Рискну также предположить что именно после этой картины романы Кинга стали плохо экранизововать.

    Вывод можно сделать в качестве вопроса-Кубрик?Зачем же ты все таки взялся за экранизацию?!

    5 из 10

    21 сентября 2011 | 18:32

    Если что-нибудь и претендует в этом бренном мире на бессмертие, то это определенно фильмы С. Кубрика. Пожалуй, нет другого режиссера, который бы сказал новое слово в таком количестве жанров. Бесспорно, есть узкопрофильные мастера своего дела, прекрасно выполняющие свою работу и развивающиеся в своей области. Кубрик же определенно принадлежит к гениям поли-стилистам. Каждый его фильм — переломный, этапный шаг в новом направлении. Разве возможно представить себе научную-фантастику без «Космической одиссеи», военный боевик без «Троп славы» и «Цельнометаллической оболочки», остросоциальную утопию без «Заводного апельсина», историческую драму без «Барри Линдона»? Ну и конечно жанр ужасов немыслим без «Сияния».

    Ошибочно мнение тех, кто причисляет фильм к «ужастикам», ибо с ними-то как раз у него нет ничего общего. «Сияние» вовсе не ориентировано на то, чтобы «пощекотать нервишки». Задачей режиссера является пробудить наш архаичный страх перед безликой природой, ее бесконечным пространством, ее непринужденной молчаливой жестокостью.

    Погружение в подобающую фильму атмосферу бескрайней холодной пустоты начинается с первых же кадров. Пролетая над величественными горными вершинами, девственно-чистыми снегами, широко раскинувшимися неподвижными озерами, чувствуешь себя… лишним. Автомобиль — чудо и символ цивилизации и прогресса среди подобной местности кажется игрушкой, шуткой, баловством.

    Но Кубрик идет дальше. Своим фильмом он хочет показать, что бояться стоит не столько физической, внешней природы вещей, сколько той, что сокрыта в человеке.

    Поначалу картинка изобилует общими, пейзажными планами. Наблюдая таинственный сад, выполненный в виде лабиринта, особенности архитектурного ансамбля громадного отеля, мы замираем от восхищения перед человеческим гением, решившимся построить такое посреди pura natura. Но кинокамера, свободно парящая над окружающей действительностью и наслаждающаяся ее потенциальной мощью и опасностью (которая впоследствии станет актуальной), вдруг останавливается в оцепенении. Нашлось нечто более грозное, чем сила всех стихий. И обезумевший взгляд Д. Николсона говорит о том, что это нечто находится не на дне морском и не в горних пещерах, но в нас самих.

    По контрасту с первой, действие второй части разворачивается исключительно в замкнутом пространстве. Такая неожиданная перемена вызывает легкий приступ клаустрофобии, который усиливается параллельно безумию главного героя, чьи язвительные насмешки над женой перерастают в бег за ней с топором, сопровождаемый агрессивными криками и выражениями (расхватанными на цитаты, напр. — «А вот и Джонни»).

    Занятно разобрать постепенный процесс распада личности Николсона. Кубрик так интересно разыгрывает ситуацию, что грань между реальностью и воображением стирается. С одной стороны, мы понимаем, что отель пуст и все посторонние лица, присутствующие в нем — лишь плод фантазии Николсона, распаляемой его желаниями. Но в то же время развратных постояльцев замечает его жена, а также по окончании всего действа мы видим фотографию начала века, на коей запечатлен главный герой. По собственному ли произволу герой сошел с ума или его свели с ума некие посторонние силы. И если верно последнее, то где они находились — в нем самом или вне его? Постановка таких вопросов обычно приводит к сомнениям в существовании реальности, которые в свою очередь выливается в безумие.

    Кубрик, со свойственной ему открытостью и простотой, кажется выстраивает перед зрителем лабиринт из вопросов, подобный тому, что находился на территории отеля. А между тем, оказывается, что «таинственный сад» был в нас всегда.

    21 сентября 2013 | 17:09

    «Спятил отец, а значит нам конец…
    … его оторвали от дел»

    (гр. «Король и Шут»)

    Вот это круто было! Это кино пронзает все члены мои, все поджилки мои. Закрадывается в подсознание. Я первый раз его посмотрел ещё когда учился классе в четвёртом. Тогда мне было до такой степени страшно, что от страха я чуть не обезумел. Не буду утомлять россказнями о том, какими путями этот фильм пришёл ко мне вновь. Главное, что пришёл.

    Второй раз (то есть сегодня) я испытал ровно такой страх, какой испытывал будучи маленьким мальчиком. Я чуть не рехнулся при некоторых эпизодах. Кое о чём я бы хотел поговорить более подробно.

    Меня, как, наверное, каждого, кто сотворён из плоти и крови, раздражает изобилие красного цвета. Здесь в эпизодах, когда реки кровищи заливают холл гостиницы всё выполнено в удушающем красном цвете на красном фоне. Вкупе с музыкой, надлежащей к картине саспенса это, безусловно, производит впечатление. В добавку к этому в кадре с остервенелым внезапным скрипом, на секунду появляются образы близняшек. Всё это, помноженное на историю, благодаря которой рождается лента, порождает состояние пихосоматизма. И, кажется, что вот бы вместе с Дэнни не начать разговаривать с пальцем. Дэнни Ллойд, кстати, великолепен и изумителен. Всегда хотел знать, за какие «коврижки» дети так отдаются на благо искусству. Казалось бы, они ещё не всё в своей детской жизни усвоили, чтобы так играть во взрослом кино. В жанре «ужасы», между прочим.

    Что ужасает ещё, это показ начинающего сумасшествия у отца. Чем в итоге всё закончится я, понятное дело, не скажу. Это будет в самом эпилоге. Скажу только что сами финальные кадры (фотография) вполне себе в стиле Стивена Кинге. Но Джек Николсон сам гений! Его герой не просто съехал с катушек, он сходит с ума постепенно. И тогда, когда становится угрозой для своей семьи, тогда и начинается самое интересное. Здесь и акцент. Один из акцентов! А страшно то, что для своей семьи человек становится опасен. И это не маньяк с бульвара какой-нибудь, где главные герои, подвизгивая, убегают со всех ног. Нет. Это отец и муж! Глава семьи. И в какой момент надо дистанцироваться от него надо ещё понять.

    Шелли Дювалл тоже находка! Я ни в чём другом е не видел. Значит, не звёздная артистка. Но у кого повернётся язык назвать её бездарностью? (Хотя, я не читал отзывы на странице фильма, может, у кого-то и повернулся…). Но я для себя не раз и не два отмечал, что эта актриса — настоящий самородок. Голливуд теряет в том, что не добирает таких талантов, как Шелли Дювалл. Её героине как раз и предстоит один на один (можно и так выразиться) противостоять всему безумию, что происходит в отеле.

    Со страхом внутри себя, я напишу о Филипе Стоуне. Это тот, благодаря которому вся история и дала толчок. Как в прямом (видимом зрителю), так и в переносном («поддонном») смысле. Его персонаж — это словно пришедший лукавый прямо из потустороннего мира. Причём не чёртик какой-нибудь с рогами, хвостом и копытами, а дух, который в облике Дельберта Грэйди заставляет (всё же, намекает) Джека/Джеку делать так. Невидимая грань проходит в разговоре между этими двумя мужчинами и едва можно уловить самому: о чём всё-таки был договор и где подвох. Нет, здесь нет недосказанностей. На додумку зрителя ничего не оставляют. А просто всё сделано так, что сидишь и сам думаешь: «А ведь Грэйди и меня заставил слушать его речь». И всё кажется невинным. Не замечаешь, как сладкая нить в душу вползает.

    Это я к тому, что сделано «на тоненького». А это качество я очень ценю. И это касается не только разговора в туалете между тем и этим. Это касается всего фильма. Напоследок добивается всё лабиринтом. Страшный и удачный ход. Фильм выдающийся.

    10 из 10

    (Всем, кто забыл как снимать — обратитесь к истокам!)…

    23 октября 2013 | 01:04

    Легендарный режисер… Вот только фильм по моему глубокому убеждению вышел уж слишком «на любителя».

    Дело в том, что я фанат творчества Стивена Кинга и сдается мне что даная экранизация выглядит слишком уж свободной вариацией на тему!

    А уж отступлений от сюжета здесь хоть отбавляй… и еще нет той атмосферы что присутствует в книге — нет постепеной деградации личности Джека Торренса — все как то рывками снято — вот он добропорядочный отец семейства, а вот уже отупевший от алкоголя монстр с топорм в руках!

    Вообщем скучно, неинтересно, однообразно и уж точно не страшно!

    4 ноября 2005 | 12:57

    А помните то время когда будучи в детстве мы смотрели по вечерам самые различные фильмы ужасов, которые пугали нас настолько что мы боялись выходить из комнаты без света и постоянно прятались под одеялом и очень пугались различных шорохов и прочих звуков. Так к чему это я клоню, а то что фильмы ужасов с солидным возрастом, допустим, в 20 — 30 и более лет, это самые страшные и самые превосходные представители данного жанра, которые претендовали на звание «шедевра», а некоторые из них и стали шедеврами. Фильм «Сияние», снятый легендарным режиссером (Царство ему небесное) Стэнли Кубриком, который помимо «Сияния» снял еще множество немалозначимых фильмов, которые попали в историю кино как самые лучшие. «Сияние» Кубрика — это еще одно из его лучших творений, которое по началу своего происхождения не сильно прижилось в прокате, но все решило время, и теперь «Сияние» является эталоном в жанре ужасов и тем более стал культовым.

    Как известно «Сияние» снято по роману мастера ужасов Стивена Кинга, я книгу если честно не удостоился прочесть, но в скором времени обязательно это сделаю. Так вот посмотрев «Сияние» вы будете удивляться, насколько же жутким и атмосферным получился фильм, то что тогда ждет нас в книге. Да, именно такова была моя реакция после просмотра, и я сразу загорелся желанием прочитать роман. Как я уже указал выше, фильм вышел жутким и атмосферным, это действително так, вся обстановка, место действия и общая стилистика, начинают пугать с самых первых минут просмотра. Еще косательно атмосферы, здесь настолько холодная мрачная и по — настоящему живая, а главное с каждой минутой становится более жуткой и даже шокирующей и не смотря на солидный возраст фильма до сих пор бросает в дрожь. Еще что больше всего запомнилось, это что происходит со всеми главными героями во время просмотра, все они меняются причем в худшую сторону, на каждого из них Отель (место действия) действует по разному, кто- то может обезуметь, кто-то потерять рассудок и логику в мышлениях. Да и кстати что касается главного места действия, отеля, то его виды вышли довольно таки насыщенными и достаточно абстрактными.

    Актеры. Все актеры в фильме сыграли невероятно. Один из моих любимейших актеров Джек Николсон еще раз доказал то что он невероятно харизматичный и подарил миру одного из самых калоритнейших и жуткого, до муражек по коже, персонажа в жанре ужасов. Главный герой Джек Торранс, персонаж Николсона, получился очень непредсказуемым, немного взбешеным, но по настоящему вселяющим страх героем, который по ходу действия раскрывает такие качества, которые никто и представить себе не мог. Вообщем браво Николсон. Актриса Шелли Дюваль сыграла не то что бы плохо, а как то неопределенно, то есть не совсем понятно какие мотивы и действия она будет предпринимать, здесь то и чувствуется расстерянность и безолаберность ее героини, но это не усугубляет ситуации, а наоборот придает шарм ей. Все же остальные актеры проявили себя отлично.

    Одной из главных визитных карточек фильма является музыкальное сопровождение, которое вышло ледянящим кровь в жилах, невероятно жутким и настолько наполяняющим атмосферу и общую обстановку фильма, что даже начинаешь чувствовать свое присутствие. Работа оператора вышла восхитительной, мне понравилось что все снято как бы так сказать «от бедра», тоесть так авторы показывают виды места действия с точки зрения персонажей фильма.

    А в совокупности всего, мы имеем невероятно жуткий, атмосферный, пугающий шедевр ужасов, который преподносит зрителю настоящий саспенс, и в котором замечательно абсолютно все, и актерский состав, декорации и виды, отличный мистический сюжет, и неповторимую атмосферу. Фильм погружает в себя и не отпускате до самого конца, низкий поклон Стэнли Кубрику и Стивену Кингу за то что создали такой шедевр. А я добавляю фильм в любимые и ставлю ему 

    10 из 10

    6 ноября 2012 | 05:46

    Для 80-х годов прошлого века это, возможно, стоящий хоррор. Через 30 лет — нет. Гнетущая атмосфера есть, шумовые «саундтреки», давящие на психику, — тоже, но сюжета и его развития нет. Весь фильм строится на метаморфозе, происходящей в человеке в определенном месте при определенных условиях. Когда это размазывается по 90 (или сколько там) минутам (при условии, что описано несколькими словами), это становится нудным потягиванием резины. Любоваться безумными физиономиями Николсона? Безумие он сыграл неплохо, но все это «уже было». Мне смотреть было скучно. На мой взгляд, по оценке на 2010 год — ниже среднего. Допустим, 3 из 10. На сегодняшний день не нахожу оснований для более высокого балла.

    9 января 2010 | 00:48

    Фильм «Сияние» воистину не оправдал моих ожиданий.

    Детектива, и Боже упаси, ужаса я не заметила ни в одной сцене.

    Всё странно и непонятно, я это говорю как человек, который не читал книгу. Такой зритель не понимает, что за девочки-близняшки, что за особенность у мальчика и кто такой Делберт Грейди.

    В общем, остаётся букет вопросов, на которые нет ответов.

    Пожалуй, стоит отметить «атмосферность» фильма — будто ты идёшь за героями с камерой и сам всё это снимаешь. Согласитесь, относительная особенность.

    Порадовал Джек Николсон своей мимикой и ужимками, он действительно правдоподобно показал душевнобольного.

    Вот и всё, по большому счёту. Фильм с трудом был просмотрен, ибо скучно до неприличия. После просмотра остаётся неприятный осадок: было столько непонятных моментов, но никто не посчитал нужным их объяснить.

    2 из 10

    И Николсон бессилен.

    7 июля 2012 | 16:40

    Стэнли Кубрик гениальный режиссёр. В этом уже никто не мог усомниться после «Космической одиссеи 2001» и «Заводного апельсина». Впрочем, это не единственные его шедевры. И вот он взял за основу фильма роман другого великого гения — владыки ужасов Стивена Кинга. Казалось бы, нас ждёт очередная экранизация книги…

    Как бы не так! Стэнли Кубрик не был бы Стэнли Кубриком, если бы не плюнул на мнение других и не стал бы снимать фильм так, как видит его он. Я ведь читал книгу. А когда человек с фантазией читает произведение, всё действие впечатляет намного больше, чем любая экранизация. Воображение человека способно рисовать невероятные картины. Поэтому интересно сначала прочитать произведение, а потом увидеть экранизацию, сравнивая своих героев с героями режиссёрского видения.

    «Сияние» Кубрика, наверное, единственный фильм, который оказался интереснее собственных мыслей. И произошло это потому, что Кубрик перевёл смысл романа из мистики с привидениями в своё русло — человеческое сознание и психику. А это намного страшнее, чем какие-либо привидения в отеле, построенном на индейском кладбище.

    Конечно, отель внёс свою лепту в восприятие. Это место действия. Да и сам отель воздействует на главного героя. Но Кубрик обернул всё действие вокруг Джека Торренса.

    И здесь нельзя не сказать об игре Джека Николсона. Он привнёс в образ героя нужный уровень безумия. В книге Джек обычный человек, постепенно сходящий с ума. Но я просто не представляю, кто мог бы сделать своего героя таким, каким сделал Николсон. Смотреть-то действительно жутковато. Безумные глаза, одержимость, маниакальность. От героя с какой внешностью вам бы больше хотелось убежать в таком отеле..?

    Шелли Дюваль очень даже неплохой выбор на роль Уэнди. Говорят, что книжный вариант лучше: стереотипная блондинка, никогда не сталкивавшаяся с проблемами в жизни. Ничего подобного. Я понимаю, почему Кубрик выбрал именно Шелли. В фильме она простая, ранимая женщина без эффектной внешности, но много повидавшая в жизни. Кубрик хотел показать Уэнди такой, как он её видел — серая мышка, которая будет сражаться насмерть за своих детей. Страх Шелли Дюваль передала потрясающе. В этом заслуга и её и, в первую очередь, режиссёра, который доводил её до этого состояния.

    И конец фильма мне понравился намного больше, чем финал романа. В романе всё закончилось как-то… сильно по-американски. Все целы и счастливы. И где здесь ужасы? В фильме это обыгралось абсолютно по-другому: Джека не нашли вообще. Это создало загадку, которой не хватало. Фильмы, которые заканчиваются определённо, слишком ясны. Они не оставляют после себя такого эффекта, когда впечатлённый зритель днями роется в литературе в поисках ответов…

    А теперь скажу то, что применимо ко всему творчеству Кубрика. Что мне очень нравится в его работах, так это то, что он всегда очень внимателен, дотошен до мелочей. В его фильмах почти никогда не бывало ляпов или несоответствий. Если он брался за работу, то отдавался ей полностью. Он мог изводить всю съёмочную команду месяцами, ссорится с актёрами, чтобы добиться необходимого результата. О тяжелейших требованиях на съёмках его фильмов ходят легенды. Он из той породы режиссёров, которым всегда было плевать на мнения продюсеров и сценаристов. Режиссёров, которые всегда снимали фильмы так, как видели их они. К чёрту зрителей! Ведь зрители зачастую сами не знают, чего хотят…

    10 ноября 2010 | 22:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>