всё о любом фильме:

Антихрист

Antichrist
год
страна
слоган«When nature turns evil, true terror awaits»
режиссерЛарс фон Триер
сценарийЛарс фон Триер
продюсерМета Луиза Фольдагер, Беттина Брокемпер, Реми Бура, ...
операторЭнтони Дод Мэнтл
композиторКристиан Эйднс Андерсен
художникКарл Юлиуссон, Тим Пэннен, Фрауке Фирл
монтажАса Моссберг, Андерс Рефн
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  149 тыс.,    Польша  110.1 тыс.,    Испания  84.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время108 мин. / 01:48
Номинации (1):
Немолодая пара теряет сына — двухлетний мальчик падает из окна, когда родители занимаются любовью. Чувство вины буквально сводит с ума мать ребенка, его отец — психотерапевт, пытается помочь жене и увозит ее в старый дом в лесной чаще.

Там герои фильма погружаются в мир странных символов, в их жизнь проникает безумие и насилие. Но даже самые чудовищные страдания мужчины и женщины не в силах притупить их раскаяние и душевную боль.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
49%
80 + 83 = 163
5.5
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Главную женскую роль могла сыграть Ева Грин.
    • В сценах, где показываются женские и мужские половые органы, Уиллема Дефо и Шарлотту Генсбур подменяли настоящие порноактеры.
    • Съемки «Антихриста» были запланированы на 2005 год, но продюсер фильма Питер Аэлбск Дженсен закрыл проект. В 2007 году Ларс фон Триер впал в депрессию и заявил, что, может быть, никогда не снимет новый фильм.
    • Перед началом съемок Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур посмотрели «Зеркало» Тарковского. Также Дефо посмотрел триеровских «Идиотов», а Генсбур «Ночного портье», актриса внимательно изучала характер героини Шарлотты Рэмплинг.
    • В начале и конце фильма играет музыка Георга Фридриха Генделя.
    • Ларс фон Триер посвятил «Антихриста» своему любимому режиссеру Андрею Тарковскому.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4100 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Этот фильм может шокировать. Этот фильм может свести с ума. Но смотреть его можно. И нужно. В самом начале мы видим сцену секса семейной пары, во время которого гибнет их маленький ребёнок. Потом муж увозит жену подальше, за город, чтобы ей помочь. Сценарий здесь прост и незатейлив, зато содержанием фильм переполнен. Здесь я хотел бы разъяснить, кое-что.

    Во-первых: Триер не просто так посвятил «Антихрист» Тарковскому. В этом фильме есть отсылка к «Жертвоприношению». Если у Тарковского главный герой спит с ведьмой и приносит в жертву самое дорогое что у него есть — свой дом, то здесь герой Уиллема Дефо перенеся все мучения от своей одержимой жены, убивает её и сжигает, тем самым принося её в жертву ради человечества.

    Во-вторых:Триер сознательно вживляет в фильм идею о грешности женщин и о том, что природа — царство сатаны. Подобное отдаёт некоей инквизиторщиной. Множественные отсылки к этому, мы видим в моменте с тремя всадниками, природа кажется злом, а все живые существа — порождением зла.

    В-третьих: Деление на главы, любимый Триеровский приём. Мы как-будто видим не фильм, а читаем роман. Страшный роман, но с счастливым концом

    8 из 10

    23 октября 2014 | 16:31

    Арт-хаусная картина легендарного Ларса фон Триера. Какие загадки и тайны она кроет глубоко в своих недрах? После трудного повторного просмотра, многое все равно остается непостижимым для разума. Что же о впечатлениях, то они неоднозначны, больше сказать нечего.

    Кратко о задумке сюжета. У супружеской пары погибает двухлетний сын. Ребенок выпал из окна, когда родители занимались любовью. Случайным образом, мгновенная смерть малыша совпала с оргазмом матери. Муж, неоцененный психотерапевт, решает проводить лечение жены в загородном домике, расположенном в лесу, который пара (по символичной причине) называет «Эдемом».

    Ларс фон Триер, находившийся на момент съемок в глубокой депрессии, сумел создать фильм, который будет по силам одному человеку из пятидесяти. Картина тяжела не столько из-за происходящего на экране, а сколько по причине самой глубины режиссерской идеи. Фон Триер окунает зрителя в пучину противоречий Женской сущности с Мужской, противоречий Мужчины и Женщины на физическом уровне — противоречий Сознания и Природы. Символизм используется как тончайшая нить между двумя отражениями натурализма. Он может разрушить связь между ними, а может и наоборот — создать. Важно всегда одно — суметь разглядеть границу.

    Можно сказать, что в «Антихристе» присутствует две части. Фон Триер внес очень расплывчатую грань между ними. Первая часть рассказывает непосредственно о супругах, по совместительству, Мужчине и Женщине. Пытаясь преодолеть горе, вызванное страшной потерей, Женщина желает найти утешение и оправдание вины в безумном, а впоследствии и насильственном, сексе с мужем. Почему насильственным? Ответ зритель получит по мере просмотра. Углубляться особо не хочется, ибо в конце концов можно незаметно для себя начать писать спойлеры. О том, почему своим главным страхом Женщина считает именно Эдем, возможно только догадываться. Этим картина Ларса фон Триера и занимательна. Каждый зритель по-своему воспринимает и додумывает определенные сюжетные черты фильма. Если захочет, конечно же. Вторая же часть повествует уже исключительно о Женщине, точнее даже женщинах. Демонстрируются отличие и взаимосвязь Природы и Разума, которые фон Триер представляет как раз в лице Мужчины и Женщины. Причиняя боль любимому, Женщина действовала на уровне Природы, а не каких-либо личных факторов. Это тоже исключительно мое мнение, другой зритель может понять то же самое, но совсем иначе. Говорить дальше бесполезно, так как это просто-напросто надо видеть. Видеть и при этом быть заранее подготовленным к рассуждению и личным догадкам, которые Ларс фон Триер заведомо приветствует в своей картине.

    Довольно любопытными оказались для меня некоторые элементы символизма в «Антихристе». Белье, в стиральной машине, на котором намеренно заостряют внимание создатели фильма (в «Эпилоге»). Женщина, тонущая в зелени или гуляющая по лесу. Корни дерева, из которых в открытых местах торчат женские руки. Звучит немного странно. Но я сомневаюсь, будто бы фон Триер делал все это, не закладывая четкого смысла. Даже учитывая то, что (по словам самого Ларса фон Триера) он снимал фильма исключительно для себя, ради преодоления депрессии. Раскрытие тайн за тяжелой завесой. Однако, это завеса, а не стена.

    В фильме всего две роли: Уиллем Дефо (Он) и Шарлотта Генсбур (Она). Актерская игра на довольно высоком уровне. Особенно отчетливо переданы характеры персонажей. Генсбур (по словам Триера, кстати, очень застенчивая девушка) заслуженно получила Серебряную премию «За лучшую женскую роль». Сцены с обрезаниям клитора, да и показ отчаяния своей героини наравне с безумством — все бесподобно.

    Итог. «Антихрист» был для Ларса фон Триера способом преодолеть затяжную депрессию. Сюжет основан на гностических идеях, показывающих, что было, если бы Мир был творением не Бога, а Дьявола. Практически все повествование основывается на символизме, который в картине играет монументальную роль. Прекрасно переданы сущность Мужчины и Женщины, роль Природы в их отношениях.

    «Антихрист» — фильм категории «для определенного круга зрителей». Рекомендую к просмотру всем любителям Тарковского (на которого ориентируется и не скрывает этого фон Триер), символизма и неординарных драм.

    8 из 10

    24 июля 2010 | 07:06

    Фильм просто удивительный и настолько острый, что вызвал демонстративное неприятие у части кинокритиков и публики, которая как мне кажется в скором времени вообще перестанет воспринимать сложное кино.

    Это не развлекательный фильм, его не стоит смотреть в кинотеатре (в окружении попкорноедов), с девушкой на свидании или с друзьями за бутылочкой пива. И уж точно не нужно смотреть этот фильм беременным или молодым мамочкам.

    Антихрист затрагивает массу сакраментальных вопросов, которые являются сверхинтимными (отношения мужчины и женщины, материнство и отцовство, секс, смысл жизни, боль, доверие, внутренняя природа человека, религия). В результате такого глобального захвата естественно остается тотальная недосказанность, которая и раздражает многих зрителей, приученных получать голливудские полуфабрикаты.

    Каждый увидит здесь свой вопрос и вопрос этот будет колючим, скорее всего неприятным, но Триер идет дальше — он открывает двери в потемки своей депрессии.

    Я не берусь определять основную линию этого фильма, как видно из рецензий, точек зрения много. Однако я не встречал очень простой концепции, которая, как мне показалось, лежит на поверхности. Героиня Генсбур замечает супругу, что он не интересовался ей и сыном длительное время. Как потом становится ясно она с ребенком длительное время жила одна в лесном доме. Именно там она постоянно одевала ребенку ботинки наоборот — левый на правую, правый на левую ногу. Об этом прямо не говорится, но подскользнулся на окне и погиб ребенок скорее всего из-за этого (акцент на этом Триер делает в документах по вскрытию, этот конверт трижды мелькает на экране). Представляете сколько времени отец просто отсутствовал, если он узнал о такой «особенности» жены только по фотографиям после смерти ребенка? Вместо любви и утешения она получает от супруга нелепые сеансы психотерапии. «Хаос правит всем», — говорит нам лиса, потому что по-другому до нас уже не достучаться. Отношения героев связываются только грубым сексом, и для чистоты эксперимента Триер эту линию обрубает и отрезает в прямом смысле слова. Новая жизнь требует участия обоих родителей, так как сын воспитанный исключительно матерью, будет иметь такие же шансы подскользнуться на подоконнике, как и дочь, воспитанная только отцом. Нарушение порядка в природе ведет к хаосу (косули не бегают с детенышом в заднице, лисы не разговаривают, а вороны не живут в норах). Называть этот фильм женоненавистническим просто глупо. Триер взял самую распространенную социальную модель (муж где то там, жена сама по себе), что кстати подтверждается и тем, что мы не услышим имен родителей, только имя ребенка — Nic…kname.

    Касательно обвинений в жестокости. Не смешите меня, друзья. Удар поленом по одному месту, дырка в ноге и отрезание клитора? На фоне того, что мы видим в фильмах типа Пилы и тому подобного — это просто детский сад. Удивительно кстати, что никто не сопереживает ребенку, видимо клитор сегодня важнее.

    Браво, Триер! Браво, Ларс.

    10 из 10

    9 декабря 2013 | 21:36

    Женщина — жертва?
    Или все-таки — «сосуд дьявола» и «веревка, по которой мужчина спускается в ад»?

    Пролог:
    Сегодня была на показе фильма Ларс фон Триера «Антихрист». Как известно, фильм этот стал «главным скандалом Канн 2009».
    Мне фильм в целом (не говоря об отдельных вызывающих улыбку моментах) понравился, и я бы сказала просто: посмотрите, а там — есть, на что посмотреть, и главное — есть, о чем подумать или хотя бы почувствовать на «природном» уровне, то есть, возможно, даже осознать свою скрытую «природу». Прежде всего, обращаюсь ко всем представительницам женского пола.
    Вот некоторые мои мысли по поводу фильма, его психологизма, игры актеров, режиссерской работы.

    Часть1: Тарковский
    В интервью режиссер «Антихриста» (кстати, он же режиссер знаменитых фильмов «Догвилль» и «Танцующая в темноте», кто не знает) сам признается, что перед великим нашим соотечественником приклоняется и даже как будто «подворовывает» у него, не говоря уже о посвящении этого скандального фильма собственно Тарковскому.
    Думаю, Триер вовсе не Тарковский, но интереснейший самостоятельный режиссер. А вот что ему действительно удалось в этом направлении, так это создать ту же мистическую атмосферу в фильме. Атмосферу, близкую фильмам Тарковского и, я бы сказала, Захарова, а точнее, такую атмосферу, которую можно поставить с ними в один ряд. Здесь все и загадочно, и реалистично одновременно. Мистика — но никаких виртуальных чудовищ. Ведьмы — но никакого волшебства. Зона — но ничего такого, чего нельзя встретить в жизни, и от этого нам всем очень близок тот мир за экраном.
    (Говорящий лис, возможно, служит лишь для разрядки.)

    Часть2: Нагиса Осима
    Уже ближе к концу фильм вспомнилась мне знаменитая «Империя чувств». Психологический анализ отношений между мужчиной и женщиной, необычайное понимание женской психики и так сказать нашей «природы» режиссером-мужчиной сегодня в очередной раз поразили меня.

    Часть3: лучшая женская роль
    Исполнительница главной роли Шарлотта Генсбур получила награду Каннского фестиваля за лучшую женскую роль в этом году, и неудивительно: вот вы готовы мастурбировать перед съемочной группой, а затем перед миллионами зрителей? Конечно, если этим занималась порнодублерша, то ее очень качественно подобрали, но в данной картине лица в подобных сценах видны очень хорошо (разве что кроме парочки эпизодов). Ну и не забываем, что у Шарлотты уже был опыт съемок обнаженной. Я его имела честь наблюдать в фильме ее мужа «Моя жена актриса», где он собственно и мужа играет (эх, хорошо живут) — неплохо, кстати (и, кстати, знаете ли, 4 года спустя американцы позаимствовали оттуда сцену с раздеванием, смотрите в фильме «Миссис Хендерсон представляет»).

    Эпилог:
    Вот такая получилась реклама.
    Я же вот что ещё напишу.
    Фильм может, конечно, нравиться или не нравиться. Боюсь, ещё будут желающие меня переубедить, а я как человек объективный встану опять на золотой середине, а то и вовсе поддамся общественному мнению, но это — письменное свидетельство — я всецело «за» этот фильм, просто потому что я его по-настоящему прочувствовала, что бывает только тогда, когда встречаешь стоящий фильм, посмотрев который многие могут сказать: «Это обо мне». (Похожие чувства испытывала при просмотре фильма Дыховичного «Вдох-выдох».)
    Поверьте, это не просто ужасы, это действительно психологическая драма или хотя бы психологический триллер. И если вы поищите в себе, вы найдете там то, о чем хотел сказать творец. Опять же, в первую очередь, обращаюсь к девушкам, ну и к вдумчивым мужчинам, которых интересует, что же твориться в душе девушки во время секса и даже — ни ведьма ли она часом.

    5 июля 2009 | 01:36

    Ларс фон Триер не раз признавался, что «Антихрист» является его лучшей работой, несмотря на довольно прохладный прием в Каннах и неоднозначную реакцию кинокритиков. Многие зрители падали в обморок при виде излишне натуралистичных кадров, но есть и те, которые смогли разглядеть за крайней степенью реализма глубокий философский посыл, главным и основополагающим фактором которого была идея, будто вселенную создал не бог, а дьявол.

    Противостояние религиозного и рационального фильма находят отклик в двух главных героях — супругах, переживающих тяжелое время. Муж главной героини является психотерапевтом — приверженцем современных и невероятно действенных способов борьбы с любыми формами депрессии. Жена недавно остановила работу над диссертацией, смысл которой заключался в том, что женщины по своей природе являются злом. На протяжении всего фильма мы видим лишь точку зрения психотерапевта, согласно которой его жена тронулась умом еще до смерти сына. Но затем, по мере приближения ужасающей правды, он узнает, что на самом деле кроется в темных глубинах ее сознания. Для тех, кто не знаком с творчеством Ларса фон Триера, «Антихрист» может показаться самым настоящим открытием в сфере кинематографа с новой и невероятно интересной идеей. А те другие вполне возможно сочтут «Антихриста» лучшим фильмом режиссера, таким образом, согласившись с самим мастером.

    Давно отмечено, что режиссерское духовное настроение передается и его произведению. Как известно, на момент съемок фон Триер страдал депрессией — заболеванием, позволяющим по-новому взглянуть на многие жизненные ценности и вполне возможно даже пересмотреть их. «Антихрист» — главный пример настоящего депрессивного кино. Фильм жесток по своей сути, по-другому и быть не должно, ведь он носит название антихриста — противника бога и посланника дьявола. Но, как известно, за шокирующей формой скрывается таинственное содержание, призванное в полной мере раскрыть все идеи режиссера. Поэтому не стоит однозначно говорить, будто фильм не удался. Вполне возможно, стоит посмотреть его еще раз, чтобы почувствовать настоящую мистическую историю, наполненную символизмом и загадками.

    20 июля 2011 | 11:48

    С давних времен люди пытались раскрыть сущность человеческой природы, понять ее. Множество философов и мыслителей пыталось ответить на этот «вечный вопрос». Например, Конфуций считал, что человек по своей природе добр или нейтрален. Ларс фон Триер тоже решил выразить свою позицию в фильме… «Антихрист». Думаю, вы уже поняли какова его точка зрения.

    Эта картина скорее о женской природе, чем об общечеловеческой. Режиссер в довольно жесткой форме показывает сущность слабого пола. Некоторые сцены порой вызывают отвращение, но это лишь сиюминутные чувства и общее впечатление от фильма не портит, а скорее наоборот — лишь усиливает восприятие и понимание картины. Не стоит этих сцен бояться и с недоумением отворачивать нос от экрана.

    С Триером, как ни странно, сложно не согласиться. Конечно, художественный образ явно утрирован по сравнению с реальной жизнью (среднестатистической реальной жизнью), но он правдив на все 100%. Я лично совершенно не согласен с нападками на эту картину и обвинениями в адрес Триера. Искусство — это не точная копия реальности, это попытка найти гармонию, попытка упорядочить хаос окружающего мира. И, несомненно, «Антихрист» — это настоящее искусство.

    Смотрите.

    2 июня 2012 | 23:48

    Для общего развития, наверное…

    Не могу не отметить прекрансейшую работу оператора, игру несравненных Генсбур и Дефо, но фильм со всем уважением к Фон Триеру просто ни в какие рамки. И если после просмотра фильмов «Танцующая в темноте», «Рассекая волны» и «Догвилль» меня переполняло ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие, то, посмотрев ЭТО — не было ничего, кроме отвращения. Как мне кажется, режиссер снял фильм только для себя, понятный одному ему. Зигмунд Фрейд, я уверена, нашел бы для себя много чего интересного.

    Не рекомендую его смотреть никому. Ставлю 5 баллов только за операторскую работу и роскошных актеров.

    5 из 10

    18 сентября 2009 | 16:15

    Фильм мне понравился. Он затрагивает все эти хаотические глубины природных первобытных страхов, вопросы доверия, доминирования, женской одержимости, исступленного стремления к удовлетворению инстинкта. Погружение в бездну скрытых таинственных сил природы, поглощение любящими мужчиной и женщиной друг друга, необузданное рвение обладать, самонадеянно освобождая своих демонов.

    В общем, тут много чего можно написать. Всё-таки женское начало имеет иррациональную основу. Красота, помешательство и смерть, разбуженные «тремя нищими»: скорбью, болью и отчаянием.

    Не вижу ничего омерзительного в сценах с оленем, лисом, просверленной ногой и вырезанным клитором. Здесь есть какое-то безропотное смирение и вопиющая беззащитность перед восставшей силой хаоса и архетипических химер, истязание и наказание как попытка остановить или, что ещё сложнее, понять сумасшедший пульс бессознательного человеческого нутра, заключающего в себе одновременно и все природные первопричины. И тем не менее, необъяснимо и имманентно — chaos reigns.

    Фильм очень красиво, тонко и умело испещрён бесконечными символами. В нём в принципе нет как таковых персоналий. сплошная, прямолинейная и жестокая игра символов, первородных категорий и знаков.

    В общем, круто, что я его посмотрела. Наедине с собой, в хмурый ноябрьский вечер.

    15 марта 2010 | 23:47

    Люди! давайте вести себя как взрослые дяденьки и тетеньки — вы, которые давно перешагнули порог совершеннолетия (я надеюсь, так как фильм предназначен для разумных взрослых), трясетесь, плюетесь и гогочете как дети малые над тем, что происходит на экране в течение всего этого загадочного, мерзкого и в то же время зачаровывающего, гипнотизирующего фильма. Все заканчивается тем, что вы не досматриваете фильм даже до половины или, в лучшем случае, досматриваете, но потом горько жалеете об этом. Еще бы! ведь фильмы с популярной концепцией «разжевали-и-в-рот-положили» больше нравятся — кто ж в Америке станет добровольно отрезать себе гениталии..

    Интеллектуальная публика, читавшая скандальное произведение Маркиза де Сада «120 дней Содома», скорее поймет этот фильм, чем не искушенный французской классикой простой народ. Триер как раз напоминает мне Сада — это легко узнаваемое сочетание разврата, насилия, аморальности, щедро приправленное невозмутимой изящностью. И заметьте, везде скрыт глубокий смысл; все дело в том, что вы хотите увидеть — порнографию или протест против нравов. Однако Ларс фон Триер был поклонником отнюдь не Сада, а немецкого философа Фридриха Ницше, чья книга «Антихрист» является настольной книгой режиссера. Вот именно отсюда и надо начинать размышлять, тщательно игнорируя навязчивые мысли о том, что Триер — псих, и все тут.

    В фильме два единственных и главных героя — Он (Уиллем Дефо) и Она (Шарлотта Генсбур). Пока наша парочка занималась любовью (ну очень упоительно!), их маленький сын выпал из окна. Отец, несостоявшийся самоуверенный психолог, справляется со своим горем, но мать безумно страдает. Муж забирает ее из психбольницы и отвозит в загородный дом (который больше напоминает сарай). Там он пытается разобраться в беспричинных страхах жены, но оба они полностью погружаются в кошмар насилия и хаоса.

    Вся картина — это сплошной коллаж из символов. Если не учитывать это обстоятельство, то при просмотре можно свихнуться от обилия мистики, эротики и крови. Для большего понимания я бы посмотрела этот фильм еще раз, но чего-то мне не очень хочется)) основная мысль фильма заключается в классическом противостоянии Мужчины и Женщины. Он (мужчина) не понимает Ее (женщину), отрицает ее душу, отвергает ее сердце, признает только в качестве подопытного объекта, в данном случае — больного пациента. Она понимает это и пытается пробить брешь через эту стену посредством секса. Он не видит в ней человека, не видит то женское, материнское начало, не понимает ее панического страха и ее причудливых видений, поэтому он начинает ее бояться. Недаром при таком смещении полюсов гармонии с инь-ян на единственно мужское эго на наших героев во всю силу обрушивается хаос. Важно отметить, что главное основание этого «эдема» — абсолютное отсутствие Любви. Ее просто-напросто не существует в их мире, поэтому все катится к чертям собачьим. Присутствует только плотская любовь, но и она потом будет благополучна уничтожена благодаря ножницам, полену и ловким рукам героини Шарлотты. Далеко не последнюю роль играет тот факт, что раннее Она писала диссертацию о судьбе женщин в истории, в особенности, в Средневековье, когда мужчины их всех считали ведьмами и сжигали. Опять же из-за непонимания и нежелания признать себе равными. Главную героиню постигла та же участь. Вот вам и мужская логика.

    Возможность додумать и разгадать остальное самим я предоставляю заинтересовавшимся (если честно, я не в силах все понять).

    Что касается зрелищности фильма.. Впечатляет. Очень впечатляет. Какие пейзажи! Какой замечательный лес! Какой жуткий дом! большинство сцен в лесу, да и дома тоже, просто сражают наповал. При огромном желании можно разглядеть в этой потрясающе угрюмой среде аллегории с душевным состоянием героев. Фильм разделен на пять (или четыре — не помню точно) частей. Введение и эпилог, подобно роскошному переплету книги, мастерски дополняют фильм: они отсняты в черно-белом тоне в стиле плавно замедленной съемки с потрясающей арией из оперы Генделя в качестве фона. Вот это шикарные эпизоды! прекрасное вперемешку с горькой нотой трагизма и фатальности. Божественный голос примы вторит как наслаждению, а позже — горю в первой части фильма, так и роковому отомщению в эпилоге. Да, некоторые сцены фильма шокируют так, что челюсть отвисает до пола, но это же образы! Олениха с болтающимся под хвостом недородившимся олененком — символ униженного и растоптанного материнства, лис, поедающий сам себя — символ бренности существования, ворон, которого хоть кулаком мочи или в землю закопай — все равно жив останется — возможно, это слабенькая тень совести? То же самое касается сцен кастрирования и садизма.

    На мой взгляд, все сводится к самой простой морали — любви. Как и Маркиз де Сад хотел показать через свои произведения, что порок пагубен и отвратителен, отправляя таким образом читателя к источнику истинных моральных ценностей. Так и Ларс фон Триер. Наверное. Ведь он огрызался, что снял фильма только для самого себя и более ни для кого.

    Не понимаю, почему почтенная публика и критики освистали сей фильм? Бедняге фон Триеру обидно до глубины души — по его словам, это его самая лучшая работа, которая позволила выйти ему из затяжной депрессии. Да, фильм не из самых легких. В конце концов, почему безобразно непонятные, взрывающие мозг фильмы Линча все до единого любят и восхваляют, а это «детище» выбросили за порог только потому, что для его понимания требуются немаленькие умственные усилия?

    Я едва ли смогу пересмотреть этот фильм из-за того, что он слишком тяжел как для ума, так и для души. Но это стоящий фильм.

    8 из 10

    28 октября 2009 | 18:20

    «…Ибо все, что в мире: похоть плоти,

    похоть очей и гордость житейская,

    не от Отца, но от мира сего.»


    I послание Иоанна Богослова.

    Скажу сразу, что я не претендую на понимание того, что именно хотел Триер сказать этим фильмом. И для меня это не так уж важно. Любое произведение искусства, законченное и выставленное на всеобщее обозрение, перестает быть собственностью мастера и начинает жить своей собственной жизнью. А зрители получают полное право видеть в нем все, что угодно. Тем более, если произведение многослойно и вызывает множество эмоций, мыслей и ассоциаций.

    Я хочу поразмышлять о том, что именно я увидела в «Антихристе». Прежде всего, явная параллель с библейской историей грехопадения. И мысль, лежащая в основе ее проведения, очень проста. За все время своего существования на земле, человек нисколько не изменился. Ева в одиночестве пришла к древу познания, Адама с ней не было. Какие мысли и чувства привели ее к единственному дереву в раю, плоды которого есть было запрещено? Почему она вступает в разговор со змием, даже не спросив, кто он такой и с какой стати вдруг заговорил? Почему она хочет говорить именно с ним?

    Женщина у Триера, как и Ева, прекрасно жила в своем Эдеме до того, как что-то произошло между ней и мужем. Мужчина искренне удивлен, что она вдруг начала бояться леса. «Ты же всегда мечтала жить в лесу?». Но в свой последний приезд в Эдем Женщина чувствовала себя нелюбимой, неинтересной мужу, одинокой, брошеной. Возникли злость, обида и многое другое. И все эти мысли и чувства, хаотически носящиеся в ее голове и сердце, приняли форму протеста.

    Женщина, как и Ева, была готова на преступление, нужен был только толчок. Ее чувства необратимо искажаются в тот момент, когда она слышит мистический плач ребенка и не может найти своего сына. Чувство беспомощности вызывает ярость, материнская любовь превращается в болезненное эгоистичное желание приковать к себе малыша, не дать ему уйти и оставить ее совсем одну. И в то же время, ощущение своей внутренней зависимости от мужа и сына, обвиненных ею в предательстве, вызывает бешеный протест, логически приведший к преступлению в тот момент, когда она понимает, что взросление ребенка, и его грядущий уход остановить невозможно. Она сознательно вступает на путь зла, решительно отождествив себя со средневековыми «сестрами».

    Совершенное преступление ухудшает душевное состояние, но, главное, Женщина, как и Ева не признает своей вины. Ева обвиняет дьявола в том, что он соблазнил ее. Женщина винит природу, как свою внутреннюю — «ведьмину сущность», так и внешнюю — «храм сатаны». Но храм всегда принадлежит тому, кому в нем поклоняется человек, сам по себе Божьим или сатанинским он не бывает. Природа у Триера, кстати говоря, как и у Тарковского, и так же, как и в Библейской истории, напрямую связана с духовным состоянием человека. «Проклята земля за тебя…». Видения животных, посещающие Мужчину в лесу, как в зеркале, отражают душевные муки жены. Природа изобличает человека в его преступлении.

    А что с самим мужем? В святоотеческой традиции принято считать, что грех Евы меньше, нежели грех Адама. Мужчина, сотворенный первым, должен был заботиться о женщине, любить ее, оберегать и наставлять. Он ответственен за то, что оставил женщину одну в том душевном состоянии, в котором она была на момент грехопадения, более того, им самим это состояние и было вызвано. И если, по мнению религиозных философов, Ева согрешила под влиянием эмоций, то в основе Адамова греха лежали гордыня, пренебрежение своим долгом, тщеславие и неблагодарность. Герой Дефо, как и Адам, уверен, что Знание делает его богом. Его гордыня пытается холодным разумом вылечить то, что во все времена исцелялось только любовью, состраданием, признанием обоюдной вины и искренним раскаянием.

    Ева изменилась после грехопадения, стала незнакомой, непонятной для мужа. «Я стала тебе интересна только когда сошла с ума»- говорит Женщина в фильме. В их доме, как и в раю, место любви заняли страсть и похоть. Для Женщины секс — это единственный способ привлечь к себе мужа, своеобразный суррогат чувства, которое ей необходимо. В то же время, только так она может ощутить свою власть над ним, хоть на мгновение сбросить его господство, корень которого уходит все к тому же райскому древу. Мужчина не в силах отказаться от предложенных плодов, а узнав всю правду, приходит в ужас и отрекается от Женщины, как в свое время Адам отрекся от Евы. А проблему решает так же, как ее решали в средние века его предшественники, — костром.

    Немного о злополучном посвящении. У «Антихриста» и «Зеркала», на мой взгляд, очень много общего. В «Зеркале» отец оставляет мать, сходящую с ума от одиночества и бесконечных поисков своих ошибок, мечтающую о том, чтобы ее сын навсегда остался ребенком. Сын обвиняет мать в своей неудавшейся жизни. Но в его воспоминаниях она обретает лицо жены, потому что невестка полностью повторяет судьбу свекрови (безликие женщины). А сам он повторяет путь отца. Одно поколение повторяет другое до тех пор, пока человек уже не сможет встать с постели, придавленный тяжестью не только собственной жизни, но и грузом ошибок и горя своих предков. У Тарковского — родители-дети, у Триера — Эдем-средневековье-наши дни. Суть та же — преемственность. Сколько бы жизней люди не прожили, они всегда — Адам и Ева.

    Но Тарковский в конце приходит к мысли о необходимости покаяния. Из «Зеркала» логически вытекает «Ностальгия». Свеча, пронесенная героем Янковского через высохший святой источник — символ искупления, дающий надежду на прощение и Воскресение. У Триера же — боль, отчаяние, скорбь, страх и жестокость, накопленные человечеством, достигают апогея. Смерть, духовная и физическая, как следствие грехопадения, неотвратима. Человек так прочно встал на путь антихриста, что попытка Женщины что-то изменить обречена на провал. Груз растет. «Антихрист» — «Зеркало» следующего поколения, его максимальная степень. Но я надеюсь, что и Триер когда-нибудь придет к своей «Ностальгии», к своему Воскресению. Хочется верить.

    15 октября 2009 | 19:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 АнтихристAntichrist2009
    2 МеланхолияMelancholia2011
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 899 руб.
    подробнее

    Новости


    Скандальный датский режиссер Ларс фон Триер напишет сценарий для фильма ужасов, чью постановку осуществит его соотечественник и приятель Кристиан Левринг. Автор «Догвилля» впервые подступился к тексту с рабочим названием «Детройт» (Detroit) около месяца назад, поддавшись уговорам своего коллеги, который несколько лет подталкивал его к осуществлению этой идеи. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Когда меня утвердили, я немного похулиганила. Прикрылась своей будущей ролью, чтобы попасть на полигон и попробовала пострелять. Попросила сфотографировать меня, а военный, который со мной был, смотрит на меня и говорит: «Дорогуша, ты же в жизни никогда пушку в руках не держала! (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В России стартует комедия «Третий лишний» Сета МакФарлейна, где одним из основных действующих лиц является говорящий плюшевый медведь. КиноПоиск предлагает вспомнить и других киношных братьев наших меньших, демонстрировавших вполне человеческие способности… (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    Кино 2009
    30.12.2009

    Ну что, подведём итоги? Никогда не славилась умением выбрать ровно 10 или ровно 20 фильмов, зато вышла дюжина самых-самых. На мой вкус, разумеется. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    125.АфераThe Sting8.215
    126.Танцующий с волкамиDances with Wolves8.209
    127.Город БогаCidade de Deus8.208
    128.Ромео и ДжульеттаRomeo and Juliet8.208
    129.На несколько долларов большеPer qualche dollaro in più8.207
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ФранкенштейнFrankenstein92.29%
    37.ВаркрафтWarcraft92.25%
    38.Мир Юрского периодаJurassic World92.04%
    39.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.03%
    40.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales91.99%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 215
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep1
    БэтменBatman98
    Думай, как мужчина 2Think Like a Man Too2
    Крученый мячTrouble with the Curve19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.178
    Город героевBig Hero 68.422
    СудьяThe Judge8.222
    ДракулаDracula Untold6.616
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.432
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры