всё о любом фильме:

Хоббит: Пустошь Смауга

The Hobbit: The Desolation of Smaug
год
страна
слоган«Beyond darkness... beyond desolation... lies the greatest danger of all»
режиссерПитер Джексон
сценарийФрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон, ...
продюсерКэролинн Каннингэм, Питер Джексон, Фрэнсис Уолш, ...
операторЭндрю Лесни
композиторГовард Шор
художникДэн Хенна, Саймон Брайт, Энди МакЛарен, ...
монтажДжэбез Олссен
жанр фэнтези, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Китай  11.2 млн,    Германия  6 млн,    Россия  4.9 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время161 мин. / 02:41
Номинации:
Смотрите в кино:
49 сеансов в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Продолжение путешествия хоббита Бильбо Бэггинса, волшебника Гэндальфа и 13 отважных гномов. Их компания обязана завершить своё путешествие к Одинокой горе. Там они должны встретиться с величайшей опасностью из всех — созданием куда более ужасающим, чем все их прошлые противники, которое проверит на прочность не только их мужество, но крепость их дружбы и правильность выбранного пути, — драконом Смаугом.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.00 (347 944)
ожидание: 94% (102 880)
Рейтинг кинокритиков
в мире
74%
159 + 56 = 215
6.8
в России
94%
31 + 2 = 33
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (The Hobbit, or There and Back Again, 1937).
    • Роль некроманта могла достаться Нэтаниэлю Лису.
    • Джеф Брофи снялся в фильмах «Хоббит: Нежданное путешествие» (2012) и «Хоббит: Пустошь Смауга» (2013) в роли Нори. А его сын Сэдвин Брофи снялся в роли Элдариона в фильме «Властелин колец: Возвращение короля» (2003).
    • Роберт Казински был взят на роль Фили, и с ним даже было отснято несколько сцен, но затем, примерно через месяц после начала съемок, он покинул проект и вернулся в Англию по личным причинам. В итоге роль досталась Дину О’Горману.
    • Мартин Фриман и Бенедикт Камбербэтч снимались в перерывах съемок сериала «Шерлок» (2010). Стивен Фрай сыграл брата Шерлока, Майкрофта, в фильме «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011), а Кристофер Ли сыграл Шерлока в фильме «Шерлок Холмс и звезда оперетты» (1991), сэра Генри Баскервиля в фильме «Собака Баскервилей» (1959) и Майкрофта в фильме «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970), в котором в роли Шерлока снялся Роберт Стивенс (озвучивавший Арагорна на радио BBC).
    • Орландо Блум на два года старше, чем Ли Пейс, который играет его отца, короля Трандуила.
    • По словам сценариста Филиппы Бойенс, Тауриэль является оригинальным персонажем, написанным специально для фильма: «Мы создали ее, чтобы привнести в фильм женскую энергию. И мы считаем, что это абсолютно в духе Толкина».
    • Для подготовки к роли Тауриэль Эванджелин Лилли прошла обучение фехтованию и стрельбе из лука, а также эльфийскому языку.
    • Эванджелин Лилли призналась, что является поклонницей романов Толкина еще с 13 лет.
    • Первоначально Даг Джонс должен был играть короля Трандуила, но Питер Джексон решил взять вместо него Ли Пейса, чьим поклонником он стал после просмотра фильма «Запределье» (2006).
    • Актеры этого фильма — Кейт Бланшет, Мартин Фриман, Ли Пейс, Орландо Блум, Ричард Армитедж и Бенедикт Камбербэтч — попали в список «100 самых сексуальных кинозвезд» в 2013-ом году, по мнению читателей журнала Empire.
    • Когда Бенедикт Камбербэтч был ребенком, его отец, актер Тимоти Карлтон, читал ему «Хоббита» на ночь.
    • Питер Джексон появляется в эпизодической роли в самом начале фильма, он проходит, жуя морковку.
    • Бенедикт Камбербэтч сам предложил прочитать речь некроманта задом наперед, чтобы она звучала страшнее.
    • Во время полуночного показа фильма в Сан-Паулу, Бразилия, после первого рева Смауга в кинотеатре сломался один из динамиков.
    • Во время подготовки к роли Смауга Бенедикт Камбербэтч изучал игуан и комодских варанов в павильоне рептилий лондонского зоопарка.
    • Цифровая обработка чешуи на теле Смауга заняла неделю.
    • Трон короля эльфов украшает пара рогов большерогих оленей.
    • Художник Алан Ли появляется в фильме в роли одного из музыкантов, в сцене, где несколько гномов и Бильбо покидают город на озере.
    • У Леголаса течет кровь из носа после схватки с Болгом. Он никогда «раньше» не был ранен в трилогии фильмов «Властелин колец».
    • Радагаст и Болг упоминаются в книге всего однажды. В фильме — они одни из основных персонажей.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Изначально фильм должен был рассказать о десятилетиях между событиями «Хоббита» и «Властелина Колец», однако такие съёмки оказались невозможны. Причиной стал конфликт правообладателей: компания Tolkien Enterprises владеет правами только на «Хоббит» и «Властелин Колец». Сюжет, основанный на черновиках Дж. Р. Р. Толкина, оказался бы в юрисдикции его сына Кристофера Толкина и его организации Tolkien Estate. Таким образом, съёмки фильма-апокрифа потребовали бы приобретения дорогостоящих прав, к тому же Кристофер Толкин известен как главный оппонент съемкам экранизаций.
    • Любовного треугольника между Кили, Тауриэль и Леголасом не было в материале, отснятом в 2011-м году. Эти сцены были добавлены по просьбе студии во время повторных съемок в 2012 году.
    • Глоин сильно обижается, когда его усатую жену по ошибке принимают за его брата. В фильме «Властелин колец: Две крепости» (2002) сын Глоина, Гимли, говорит о том, что женщин-гномов часто ошибочно принимают за мужчин из-за растительности на лице.
    • В книге, после боя с пауками, Бильбо рассказывает спутникам про найденное Кольцо, а в фильме — нет.
    • В книге гномам и Бильбо удалось сбежать из крепости эльфов незаметно, в запечатанных бочках, и их не преследовали орки.
    • В книге к Эребору отправляются все 13 гномов и хоббит. В фильме — несколько вынуждены остаться в Эсгароте.
    • В книге Беорн в обычном облике встречает гостей у себя дома, причём сначала появляются Гэндальф с Бильбо, а потом, постепенно и парами — гномы. И это по просьбе Гэндальфа, так как Беорн был нелюдим и толпа гномов могла его сильно рассердить. В театральной версии фильма гномы вбегают в его жилище, закрывая дверь, перед рвущимся внутрь хозяином в облике медведя, а на следующее утро — как ни в чём не бывало разговаривают с Беорном. Но в режиссерской версии фильма можно увидеть сцену практически полостью соответствующую книжной.
    • еще 25 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Одежда Леголаса меняется от сцены к сцене: в Лесном Королевстве он в эльфийских доспехах, во время погони за гномами — в зелёной мантии, затем во время допроса орка снова в доспехах. Когда же Леголас встречается с Тауриэль, он вновь в зелёной мантии.
    • Когда Смауг огненным дыханием зажигает печи, деревянные вещи на полу остаются целыми.
    • В сцене на 145-й минуте Бильбо падает с обрушивающейся каменной площадки и катится по полу, во время последнего поворота заметно, что его меч изгибается от соприкосновения с землей. Это явно «резиновый» муляж для выполнения трюков с падениями.
    • Когда гномы убегают от эльфов и орков, плывя по горной реке, каждый гном находится в своей бочке, при этом пустых бочек нет. Но когда толстый гном разбивает свою бочку об орков, для него сразу находится новая пустая.
    • Когда Трандуил чуть не замечает Бильбо, можно разглядеть, что у него контактные линзы.
    • Когда пауки атакуют группу в лесу, Бильбо Бэггинс надевает кольцо и слышит, о чем говорят пауки. В одном из моментов он снимает кольцо, но продолжает слышать пауков.
    • Когда Бильбо только вбегает в Зал Королей через арку, Смауг обрушивает гобелены над ней. При смене кадра Бильбо уже убегает от них далеко от входа.
    • еще 4 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 23807 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug) — вторая часть кинотрилогии «Хоббит» режиссера Питера Джексона, экранизации повести-сказки профессора Джона Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Этот фильм, как и первая часть, снимался камерами RED Epic с разрешением высокой четкости, с частотой «48 кадров» в секунду. Премьера фильма трилогии о приключении хоббита Бильбо Бэггинса состоялась 2 декабря 2013 года.

    Вторая часть трилогии о путешествии хоббита Бильбо Бэггинса к «Одинокой горе» оказалась в ситуации куда более выигрышной, нежели первая и, надо полагать, третья часть Питера Джексона будет фееричная. Зритель уже привык к тому, что местность — дивные горы, голубые озера и бескрайние луга «Средиземья» — ему знакома еще по «Властелину Колец», убедилась публика, что облик главных героев не сильно изменился по сравнению с предшествующей эпопеей, а «новые лица» экранизации и сам Бильбо в превосходном исполнении Мартина Фримана, и гномы вполне соответствуют духу и букве книги профессора Толкина. Много вопросов к режиссеру, столь надежно обустроившему знакомый нам мир сказки, во второй части стало значительно меньше. Стало быть, можно не тратить время на диалог со зрительскими ожиданиями. С другой стороны, в заключительной части «Хоббита» режиссеру уже придется сводить все концы с концами — история Бильбо Бэггинса должна будет обрести самостоятельную концовку, и вопросы к Питеру Джексону неизбежно появятся вновь. Но в «Пустоши Смауга» все, чем на самом деле заняты и персонажи, и зрители — это ожидание появления дракона. А дракон — не тот, кто заставляет себя долго ждать. Поэтому ожидание его никак не назовешь томительным. Вторая часть — чистый экшен.

    Стремительный ритм действия, с восторженной отметкой многими критиками и зрителями, — решение не только техническое, но и идеологическое. «Пустошь Смауга» идеализирует и напоминает «Властелина Колец», только «без длинных монологов». Битвы и погони — без единого шанса остановиться и вспомнить, ради чего и зачем. С одной стороны, ход вполне логичный: Бильбо Бэггинс в отличие от любимого племянника, не знает, что на самом деле участвует в великой битве добра со злом, он — простой «Хоббит» с до поры неясным осознанием, что его «нежданное путешествие» — это только начало. Его «Кольцо» — волшебная игрушка, хотя и с некоторыми подозрительными эффектами, его предводитель — Король — честолюбивый и своенравный гном. Но в эпопее профессора Джона Р. Р. Толкина — даже тогда, когда сам автор еще не знал, «куда дорога приведет», — посреди самых волнующих приключений герою выпадали страницы одиночества, сомнений и даже страха. В книге Бильбо довольно часто оставался совсем один — во тьме «Сумрачного Леса», в подвале у лесных эльфов, наедине с драконом. И решения, которые он принимал — ради товарищей или ради того, чтобы не подвести чародея — были провозвестниками духовного поединка. Стоит ли всерьез жалеть о том, что в картине нет этих философических пауз?

    Судя по всему, Питер Джексон слишком много думал о том, как его «Хоббит» увяжется с его же «Властелином Колец». Проблема заключается в том, что профессор Джон Р. Р. Толкиен сначала написал волшебную сказку «Хоббит, или Туда и обратно», затем создал эпическую сагу «Властелин Колец», а потом попытался привести изначального «Хоббита» в соответствие с получившейся вселенной «Средиземья». С этой целью он переписал главу, в которой к Бильбо попадает «Кольцо», и попытался переписать всю книгу, но вовремя остановился — улетучивалась ее «сказочность». Режиссер же не столько экранизирует детскую сказку, сколько снимает приквел «Властелина Колец». Возвращает на экран Леголаса — ведь он сын короля лесных эльфов Трандуила, а значит, вполне мог принимать участие в поимке гномов и даже познакомиться с Глоином — отцом своего будущего друга Гимли. Чтобы прочнее связать будущее с прошлым, режиссер явно внимательно изучил написанные самим автором приложения к трилогии. К примеру, то что Гэндальф узнал о темном Некроманте — и, более того, опасался использования тем дракона Смауга в качестве оружия, — это не сценарные выдумки. Давая представителю зла и дракону одинаковую силу опасности, режиссер подчеркивает их значимость.

    Только этого мало. Во всем этом великолепии черновиков, не присутствует любви. Если автор эпопеи мог переписать отдельные эпизоды, почему режиссеру нельзя? Тем же занимаются бесчисленные авторы так называемых фанфиков — дополнения фантазий по мотивам оригинальных произведений. Вот и Питер Джексон придумывает в пару Леголасу, эльфийскую воительницу Тауриэль, к которой наследник трона эльфов неравнодушен, а потом еще приписывает между ними, юного гнома Кили. Любовь гнома и эльфа? Это определенно — фанфик. Зато после такого уже никто не станет придираться к пустякам вроде воскрешения орка Азога Осквернителя: в тех же приложениях писателя его задолго до похода тринадцати гномов к «Одинокой горе» убил Даин, правитель гномов царства «Железных Холмов». Кстати, я думаю шанс на их встречу в бою пока еще сохраняется, ведь именно Даин со своей армией должен прийти на помощь гномам в финале новой трилогии, если режиссер не отклонится от первоисточника еще дальше. Впрочем, вольное обращение с литературной основой не является преступлением: кино может вступать с первоисточником в самые разные отношения. Когда дело доходит до сопоставления, вопрос заключается в том, что именно режиссер фильма может предложить взамен того, что было изложено писателем в книге?

    Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug) — разумеется, в конце концов, фильм режиссера Питера Джексона хорош таким, как он есть. Из всех придуманных историй, нас ожидает заключительная. И разбуженный дракон Смауг, развернувшись над «Одинокой Горой», летит на мирный город «Эсгарот». Оставляя «Битву Пяти Воинств» и новый удивительный этап истории о «Возвращении Короля» для третьей части «Хоббита».

    15 декабря 2014 | 21:25

    Воистину. Помнится, «Пустошь Смауга» я трижды посмотрел в кинотеатрах. Смотрел и дома. После последнего просмотра у меня почему-то возникло очень непонятное ощущение. В ушах так и звучала величественная музыка блистательного Говарда Шора. Я вспоминал события в фильмах о Средиземье. Вспоминал и любимых героев. О том, через что они прошли, в скольких битвах побывали, какими потерями сопровождалась очередная победа. Черт возьми, я понимал. Я понимал, что все-таки трилогии «Властелин Колец» и «Хоббит» являются моими любимыми фильмами на данный момент.

    «Хоббит: Пустошь Смауга» является средним фильмом трилогии и он дольше «Битвы пяти воинств». Но это никак не сказывается на моем интересе и на моих положительных впечатлениях. Без сомнений готов просмотреть режиссерскую версию, которую бы стоило уже приобрести, признаюсь. Вот многим не нравится романтическая линия сюжета между гномом Кили и эльфийкой Тауриэль. А мне нравится. Вспоминаем «Властелин Колец» и тоже видим только единственную любовную историю во всей трилогии. Да, любовь между гномом и эльфийкой кажется невозможной и почему-то отвратительной, но разве любовь между смертным человеком и эльфийкой возможна? Считаю, не стоит забывать, что мы видим сказочный мир, в котором всё возможно. И дракон может разговаривать без умолку, и «что этот орк (Азог) себе позволяет?», и любовь может быть между Кили и Тауриэль, и каменные великаны могут устраивать битвы под дождем, и черви-оборотни могут атаковать воображение.

    Если честно, люди сами не знают, чего хотят. Фильмы, подобные произведениям Питера Джексона, позволяют пришедшим зрителям убежать от реальности, забыть об обыденности, даже почувствовать себя частью всей сказки. Конечно, можно поискать эльфов в Исландии или троллей в Норвегии, но зачем оно людям, когда под рукой всегда есть волшебные сказки о Средиземье? Поверьте происходящему на экране — это возможно. Примите каменных великанов и троллей-оборотней. Перестаньте уже критиковать длительность фильма и указывать режиссеру на то, что ему нужно было сократить и что не нужно было добавлять. Зачем вообще сравнивать «Властелин Колец» и «Хоббита», когда Питер Джексон постарался преподнести эти масштабы в едином ключе, без отрыва друг от друга?

    Обращали ли свое внимание вечно недовольные зрители на то, что все 13 гномов были воссозданы в индивидуальном режиме? Ведь после трех фильмов уже не должно возникать сложности, когда потребуется не спутать, например, Оина с Бифуром или Ори с Двалином. Обращали ли они внимание на то, что встреча гномов с драконом Смаугом и без того была зрелищной и шикарной? Поэтому понятно, почему начало «Битвы пяти воинств» отдали на откуп сцене с разрушением Озерного города тем самым драконом. Да, в «Хоббите» достаточно так называемой отсебятины, но это, во-первых, делает сюжет динамичным, а во-вторых, крепче скрепляет две истории.

    «Хоббит: Пустошь Смауга» — отличная картина. Она знакомит зрителей с новыми героями, выдает лучшую экшн-сцену последних лет, хорошенько готовит зрителей к предстоящей последней битве (которая удалась на все сто процентов). Нельзя не заметить, что Бильбо Бэггинс всегда помогал гномам в самые трудные моменты. В трилогии это хорошо подчеркивали каждый раз, пусть временами хоббита отодвигали в сторону, как будто он и не главный герой, а лишь наблюдатель. Великий поход гномов заглох бы сразу, не будь отважного хоббита и, конечно, мудрого волшебника Гендальфа, без которого приходится все-таки тяжело. Можно сказать, Бильбо Бэггинс стал отличным заместителем митрандира, пока второй отсутствовал по весьма важным делам.

    Смотрите хорошее кино. Принимайте сказки. Верьте тому, что возможно именно в сказках. Влюбитесь в Средиземье. Трилогии «Властелин Колец» и «Хоббит» уже в истории, поэтому погрустим немного и накопим денег, чтобы с радостью собрать всю коллекцию фильмов.

    10 из 10

    15 декабря 2014 | 09:53

    Перед просмотром следующего фильма по Толкину, как обычно решил посмотреть расширенную версию предыдущего. Правда, на мой взгляд, эта часть и без расширенной версии несколько затянута, но именно дополнительные сцены здесь оказались вполне уместны. Они приятно радуют атмосферным юмором и отлично дополняют уже показанные эпизоды, делая их гораздо более удачным (особенно это касается сцены с Беорном).

    Не могу сказать, что являюсь фанатом оригинала (читал только в детстве), но сюжетная линия с посещением Гэндальфом Дол Гулдура и появление Леголаса меня приятно порадовали. Появление милой эльфийки Тауриэль и любовный треугольник с ней тоже нельзя назвать совсем уж лишним. Остальные изменения не слишком значительны; в плюс, что стало больше динамики (боёв, погонь), но часть сцен можно было бы и сократить.

    Сам же фильм в итоге оставил двоякое впечатление. Несомненно, это одна из лучших историй нашего времени, которая органично дополняет уже существующую вселенную и определённо должна радовать любителей фэнтези. Более того, именно эта часть заметно расширяет вселенную, делая её более глубокой и таинственной: здесь появляется последний оборотень, лесные эльфы, паучки (кстати, очень милые), дракон и даже немного затрагивается история Ангмара. Плюс фильм весьма достойно снят, особенно меня порадовала короткая предыстория к первой части, в которой Торин встретился с Гэндальфом — это позволило создать плавное повествование.

    Почему же впечатление оказалось двояким? Потому что это всё ещё детская сказка, со всеми вытекающими недостатками. Местами фильм чрезмерно театрален, много красивых речей не особо к месту и явно не хватает масштабности «Властелина колец». В плюс к этому, фильм получился каким-то слишком уж мрачным и унылым, т. е. пропало обаяние волшебства, которое было в первой части. Да, золото из-за этого выглядит реалистичнее (оно долгое время лежало нетронутым и блестеть не должно), например, но зато практически не впечатляет из-за общей тусклости. Смена серого леса на такой же серый и унылый Озёрный город вполне понятна по сюжету, т. е. это нельзя назвать именно недостатком, но вся эта серость несколько утомляет и навевает тоску. Впрочем, повторюсь, это всё равно одна из лучших историй наших дней и действительно круто, что сегодня у детей есть такие сказки.

    8 из 10

    13 декабря 2014 | 01:21

    Прямо перед походом на новую часть Хоббита, решил посмотреть на второй фильм данной трилогии, созданной великим Питером Джексоном по мотивам повести легендарного и непревзойдённого Джона Рональда Руэла Толкина. И знаете что, я остался более чем доволен. Так, за ранее хочу посоветовать эту киноленту всем тем, кто её еще не лицезрел. Правда, посмотрите, точно не пожалеете.

    А теперь хотелось бы осветить пару спорных аспектов. А именно: конечно о достоинствах и недостатках картины «Пустошь Смауга» можно спорить долго и прогрессивно, и конечно ясно как божий день, что (не побоюсь взять все три фильма про поход «Туда и Обратно») эти творения слабее предыдущего шедевра Джексона «Властелин Колец». Но, напомню, что «Властелин» являет собой апогей величия фэнтези, и превзойти его удастся, даже страшусь предположить примерно когда. Так с твердостью в голосе можно сказать, что «Хоббит: Пустошь Смауга» — это очень хороший приключенческий фэнтези фильм, который просто прекрасно дополняет историю Средиземья, выраженную на экране, и отлично вписывается в рамки данного жанра.

    Конечно, в киноленте время от времени создаются довольно щекотливые вопросы… Так, спойлерить не буду, поэтому всё узнаете сами, уверяю, они и к вам в голову придут, а если уж я оказался не прав, то извините. Однако в одном я уверен точно: тем, кто читал оригинальное произведение (которое, к слову, лучше любого фильма) иногда было точно как-то не по себе. Да так, собственно, происходит со всей трилогией «Хоббита», ибо я, честно сказать, не ожидал, что возможно растянуть повесть в двести с лишним страниц на три фильма… По данному факту можно ясно понять, что добавлений в сюжетной линии со стороны сценаристов немало, ввиду чего изредка у поклонников письменного шедевра возникал (и будет возникать) довольно ощутимо теребящий душу вопрос: «Что это? И зачем Оно?».

    Ну да ладно, это лишь отголоски величия кино эпопеи «Властелин Колец» и книжных побратимов всех (уже шести) фильмов… Так что теперь бы я хотелось обострить внимание на плюсах.

    Их в этой ленте немало, поверьте. Хотя бы один Смауг чего стоит.. Боже, как же он прекрасен. Очень рьяно выделяется атмосфера Средиземья, которую удалось достичь съёмками величественных видов Новой Зеландии. В общем.. визуальная составляющая здесь на высоте. Также не стоит забывать и об игре актёрского состава, который, между прочим, отрабатывает на полную. Поэтому, могу утвердительно сказать, в немалой степени на настрой фильма и его составляющую повлияла и эта немаловажная деталь. Плюс высококлассные спец-эффекты, жители Толкиновской вселенной (такие как Эльфы, Гномы, Тролли и так далее) отображенные во всем своём могуществе, страхе и великолепии, а также отличный сюжет сделали своё дело.

    В общем, тем, кто не Видел — ВИДЕТЬ. Те же, кто уже посмотрел столь прекрасное кино — молодец. Очень надеюсь, мы с вами во взглядах сошлись. А если и нет, то что ж, значит, вы не увидели в «Хоббите: Пустошь Смауга» того, что увидел я.

    P.S. Почему-то в некоторых моментах фильм мне сильно напоминал игру SKYRIM… А у вас такого не было? Спасибо за внимание.

    12 декабря 2014 | 22:44

    На фильм пошел, так как был вдохновлен тем, что Питер Джексон сделал до него, и являюсь хоть и не ярым, но поклонником истории про хоббитов, кольцо, добро и зло. В всем «Хоббите» я поражаюсь искусству режиссера и сценаристов: им удается превратить небольшую книжку для детей в красочную, эпичную, захватывающую любого взрослого трилогию.

    Мысли фильма (их очень много, каждый найдет своё):

    Добро и зло всегда сражаются в невиданной схватке

    Любовь может возникнуть у кого угодно и с кем угодно (линия эльфийка и гном)

    Нужно всегда идти до конца и не опускать руки (эпизод с замочной скважиной)

    Хитрость и смекалка никогда и никому не помешает (Бильбо Бэггинс всегда выручает своих напарников не только благодаря кольцу, но и благодаря своей недюжей смекалке.)

    Актерская игра:

    Все основные герои играют на уровне, хотя не обходится и без наигрыша в некоторых моментах. Отдельно хочется отметить игру Мартина Фримэна (актера, сыгравшего Бильбо), особенно его общение с драконом, оно протекало очень естественно и умело, только представьте, какого это было актеру разговаривать с пустотой, ее же боятся, представляя что с ним говорит дракон, и выглядеть при этом естественным, Фримэн справился со сложной актерской задачей. Также отдельной похвалы заслуживает русский дубляж Смауга, голос Александра Головчанского заставлял бояться дракона и погружал в нужную атмосферу.

    Операторская работа:

    Наверное только ленивый не хвалил картинку, которую подарили нам операторы, работавшие над этим фильмом: ошеломляющие, волшебные пейзажи Новой Зеландии, лаконично вписывающиеся в канву фильма, удивительно качественно снятые сцены погонь (сплав по реке в бочках, хоть и непонятно откуда взялась лишняя бочка для гнома, который испортил свою в схватке с орками). Мы же говорим об операторской работе, так и продолжим, по-моему мнению, в финальной версии данной сцены кадры, снятые на гоу про камеры, были не нужны, хоть их и было в совокупности около 6 секунд, но мне хватило данного промежутка, чтобы расстроиться и немного испортить для себя впечатление об этой сцене. Остальные же сцены нареканий не вызывают, однако стоить отметить, что дождь, который не мочит Гендальфа, а мочит всех остальных — это тоже явный недочет.

    Саундтрек:

    Волшебные мелодии, многие из которых перекочевали из первой части. Однако, удивительная музыка была выбрана для финальных титров фильма, удивительна она лишь тем, что была не характерна для подобного кино.

    Общий вывод:

    Фильм также хорош, как и первый, даже немного лучше, как мне думается. Если вы пойдете на него, то вы не разочаруетесь. Волшебная история захватывает и ты не замечаешь, как быстро пролетают 2 с половиной часа.

    8 из 10

    23 декабря 2013 | 19:19

    Долго я откладывала написание рецензии на вторую часть «Хоббита». После первого просмотра, еще в прошлом году, остались несколько смешанные впечатления, и хотелось дождаться выхода фильма в интернете, чтобы позже спокойно все оценить и разобрать впечатления по полочкам.

    За последние несколько недель именно это мне и удалось сделать. Я пересмотрела фильм несколько раз, несколько раз переоценила отдельные сцены и героев. Мне хотелось быть предельно честной и беспристрастной в своей рецензии, поскольку являясь большой поклонницей работ Толкиена, я склонна немного эмоционально реагировать на экранизации его работ.

    Все мои первоначальные опасения по поводу разбиения небольшой (по сравнению с «ВК») книги «Хоббит» на три фильма по три часа каждый, я высказывала еще в первой рецензии. Первый фильм, не смотря на то, что в нем много расхожего с моим собственным видением «Хоббита», умудрился мне более-менее понравиться. Секрет был в том, чтобы максимально абстрагироваться от собственных идей о том, каким должен быть фильм по этой книге и что ты собственно знаешь о сюжете. Как это часто бывает с экранизациями.

    Мне очень полюбилась трилогия «Властелин Колец», которую я до сих пор регулярно пересматриваю. Поборов свое первоначальное разочарование от того, что Питеру Джексону не удалось (или не захотелось) сохранить атмосферу «ВК» в «Хоббите», сделав последний несколько более коммерческим и мейнстримовым, я надеялась, что вторая часть новой трилогии понравиться мне больше первого фильма, как было с его предшественником. Как оказалось, моим ожиданиям не суждено было сбыться.

    «Пустошь Смауга», как и первая часть, отчетливо разделен на несколько частей, в нем нет богатства и многогранности «ВК». Думаю, по этим отдельным частям было бы легко и уместно оценить фильм:

    Сцена в деревушке Бри и таверне «Гарцующий пони». С одной стороны — это очень милый флэшбэк к «Братству кольца». Довольно любопытная сцена между Торином и Гендальфом, объясняющая с чего и как начался поход гномов в сопровождении волшебника. Все бы хорошо, если бы не камео Питера Джексона. Честно говоря, меня в большинстве случаев раздражает, когда режиссеры суют себя (или своих детей) в фильмы в качестве массовки. Совершенно лишние отвлечения.

    Сцены с Беорном не произвели никакого особого впечатления. Сам герой мне показался несколько скучноватым (для его потенциала). Как и многим элементам в «Хоббите», этой части фильма не хватало глубины и смысла. Конечно, интересно посмотреть на толкиеновского оборотня — но вот он мелькнул на экране, сказал пару фраз и исчез.

    Сцены в Мирквуде (Лихолесье)… опять же, не произвели достойного впечатления. В особенности, если сравнивать эти сцены с Фангорном из «ВК». Мирквуд получился слишком искусственным, карикатурным и блеклым. По книге представляла его совсем другим — красивым и волшебным, с легким, но отчетливым намеком на опасность. Есть, конечно, темные, зловеще скрюченные деревья, но они, как ни странно, не навевают настоящей жути. Как и наводнившие лес пауки.

    Сцены в Эрин Ласгален (дворец лесных эльфов) — действо, хотя и имело место быть в первоисточнике, в фильме оказалось либо частями пропущено, либо переделано. Диалог между Торином и Трандуилом тоже был переделан, и от книжного в фильме не осталось и следа. Впрочем, оно понятно и оправдано — чтобы поддерживать сюжет и настроение фильма, необходимо было придумать нечто более драматическое и напряженное — учитывая, что к фильму был придуман личный конфликт между гномьим и эльфийским королями. И, в отличие от книги, в фильме гномы не пробыли «в гостях» у эльфов и дня.

    Сцена погони по реке получилась забавная и динамичная. Наверное, единственная сцена драк, где эти драки действительно выглядели более-менее уместно и захватывающе. Леголас, прыгающий по головам гномов — один из главных хайлайтов второй части.

    Сцены в Озерном городе… не понравились. Несколько затянуты и много неприятных, занудных персонажей. Сцены драк, с участием Леголаса и Тауриэль немного разнообразили повествование. Кстати, личное противостояние Леголаса и Болга можно было и поделикатнее обыграть.

    И, наконец, сцены в Одинокой горе и знакомство со Смаугом. Честно сказать, Смауг не произвел на меня такого уж незабываемого впечатления. Конечно, это величественный и красиво сделанный и исполненный дракон, но чтобы прямо мурашки по коже, как у некоторых… нет. Во многом, я думаю, впечатление испортил тот факт, что Бильбо играл Мартин Фримен, стойко ассоциируемый у меня с ролью доктора Уотсона из BBC Sherlock, а в голосе Смауга легко узнать озвучивавшего его Бенедикта Камбербетча, сыгравшего Шерлока в том-же сериале. Хотя некоторые отдельные моменты мне весьма приглянулись — как, например, момент с гигантской золотой статуей Трора, или рассуждения Смауга о том, что он почти готов поддаться искушению, отдать Аркенстоун Торину, чтобы посмотреть, как и тот сойдет с ума. В целом, финальные сцены оставили равнодушной.

    Более конкретно, что понравилось:

    Тауриэль. Как и у многих, у меня были сомнения по поводу ее персонажа, но в итоге — очень милая харизматичная нэрвен, разбавляющая своим присутствием преобладание мужчин в фильме. Даже рискну сказать, что она моя любимая героиня в «ВК» и «Хоббите».

    Трандуил произвел впечатление. Я даже скажу, что его персонаж — главное украшение фильма. По идее, по книге, этот эльфийский владыка должен был, как-раз, быть попроще, чем скажем, Келеборн или Элронд, но в фильме это самый красивый и величественный эльф.

    Саундтрек. У меня появились несколько новых любимых композиций: Feast of Starlight, The Forest River и Beyond the Forest.

    Не понравилось:

    Обилие драк и прочего экшена. Три часа, которые можно было бы потратить на развитие персонажей и углубление сюжета, были потрачены на сцены драк, которых, стоит ли говорить, в книге и в помине не было. В этом плане «Хоббит», к сожалению, находится твердо на одной полке с попсовыми экранизациями комиксов, вроде «Тора».

    Где насмешливые и добродушные лесные эльфы? Вместо них просто клан ниндзя какой-то, честное слово. Никаких пиров — ни в лесу, ни во дворце показаны не были. Никаких забавных сцен с пьяными эльфами.

    И чтобы так испортить образ Леголаса… Лучше бы его вообще здесь не было, чем превратить этого доброго, красивого и светлого персонажа в сердитого и ревнивого дядьку с накрашенными глазами.

    Отсутствие развития характеров персонажей. Замена реальной глубины сюжета на предсказуемые элементы, вроде романтической линии между гномом и эльфийкой.

    В целом могу сказать, что фильм, к сожалению, разочаровал. Были тут и там хорошие элементы, но их — единицы, слишком мало для фильма такого масштаба.

    5 из 10

    6 мая 2014 | 12:46

    Хоббит: Пустошь Смауга.

    Ну что, думаю начнём. И сразу начну с плюсов:

    Первый плюс — это динамика. 2-й «„Хоббит“" конечно намного динамичнее чем „„Нежданное путешествие““». Фильм начал идти с большой скоростью, даже слишком большой.

    Второй плюс — это сюжет. Да, сюжет все-таки отличается от книги, но это наоборот добавляет интереса. Ведь те кто читали книгу, уже бы знали что будет происходить в дальнейшем и скорее всего им было-бы не очень интересно смотреть фильм.

    Третий плюс — это конечно-же дракон. Он получился просто великолепным! Он хитёр, умён, и также очень страшен. Не понимаю почему ругают русский дубляж. Думаю, что актёр дубляжа, очень хорошо передал мощный голос Бенедикта Камбербэтча.

    Четвёртый плюс — это актерская игра. Она действительно прекрасна. Бильбо, благодаря Мартину Фриману как всегда вышел круто. Эванджелин Лили, получилась очень воинственной эльфийской. Леголас, стал более «„злее“" чем во „„Властелине колец“" и очень отличается. Может, после событий в Хоббите, он переосмыслил то что был «„зол““ и стал намного добрее и мудрее. Гендальф, как всегда прекрасен. Барт, вышел очень интересным и добрым персонажем. Торин стал очень злостным и в один момент мне показалось, что он ради своей цели может сделать все что угодно и когда угодно.

    Ну что, плюсов ещё много, но я перейду к минусам:

    Первый минус — это чрезмерная компьютерная графика. И правда, мне даже в один момент показалось что я смотрю прохождение какой-то компьютерной игры.

    Второй плюс — это хронометраж. Хотя, это не такой существенный минус, но все-же более 2-х с половиной часов, это довольно-таки много.

    Думаю, что все. Вообщем, данный фильм мне безумно понравился и оценка как-бы все докажет.

    9,5 из 10.

    16 мая 2014 | 19:16

    В дополнительных материалах к «Властелину колец» Питер Джексон говорил, что вторую часть трилогии было наиболее сложно сделать. Герои, брошенные в первой части в самый ответственный момент, вновь возвращаются на экраны лишь год спустя, а в конце второй части мы снова расстаемся с ними почти на год…

    «Хоббит», тоже являясь трилогией, был обречен столкнуться с теми же сложностями. Но создателям фильма удалось с честью решить эту проблему, и начало второй части получилось гармоничным: не очень затянутым. Именно таким, чтобы дать плавный переход к дальнейшему действию фильма.

    А действие развернулось сказочное! На мой взгляд, фильм стал более жестким, мрачным — недетским. Атмосфера города на озере вообще создала полное погружение в те суровые времена. Сцены боев поставлены шикарно: меня не покидало ощущение, что это не бои, а танец! Танец смерти.

    Очень ждал появления на экране Эванджелин Лилли. Как метко подметил автор одной из рецензий — эльфийские ушки ей идут. В дуэте в Блумом они как раз и устроили показательное истребление орков, которое можно спокойно помещать в фильм «Шаг вперед».

    Книгу не читал, поэтому зарождающийся любовный треугольник выглядит особенно интригующе. Кажется, Леголас проигрывает) Теперь понятно, зачем нужен был гном-мачо, который так высок для гнома). При всей мрачности и беспросветности ситуации для героев в фильме, режиссер нашел возможность повеселить зрителя (от мала до велика) разнообразными шутками и приколами. Ведь за это мы тоже любим Властелина колец и Хоббита! Чего стоит хотя бы разговорчивый Дракон-нарцисс, которому только зеркала не хватало.

    Сюжет подан так красиво и динамично, что я только сейчас подумал, как мало места в нем отведено Гендальфу. Думаю, его время придет в третьей части, которую я буду ждать с нетерпением. И с некоторой грустью — ведь что будет, когда и эта история закончится?..

    9 из 10

    22 декабря 2013 | 01:03

    Да, в жизни от комического до трагического всего один шаг. В Хоббите: ПС то же самое. Как оказалось, суровый воин Бард — тсиднабартнок, благородные гномы выныривают из канализации. А в это время на другом конце Средиземья эльф Трандуил драматичным голосом вещает, что Зло пробудилось. Так плакать или смеяться?

    Если Вам скажут, что ПиДжей внес «милую отсебятину», которая лишь украшает фильм, не верьте этому. От оригинала остались лишь имена и дракон. Похоже на бесконечный сериал, где режиссер из пальца высасывает каждую новую серию, оставив лишь тех же героев, костюмы и грим. Толкиеновского Средиземья здесь нет. Да и от джексоновского ничего уже не осталось.

    Лично я шла поностальгировать и посмотреть интересный фильм, но не получила ни того, ни другого. Почти беспрерывный поток экшен-сцен, кое-как связанных между собой общими героями и их примитивными диалогами. Пятый фильм о Средиземье окончательно потерял смысл и конечную цель, запутавшись в попытках режиссера осовременить и растянуть сагу.

    И это самые сильные впечатления от фильма

    6 из 10

    С ВК даже не сравниваю

    24 декабря 2013 | 20:58

    Согласитесь, несмотря на обилие фантастической литературы разного рода, детально прописанных вымышленных вселенных было создано не очень много. Не многим по силам роль Творца, создающего с нуля стройную систему, не содержащую серьезных логических противоречий. И тем ценнее заслуга граждан Толкиена, Лукаса, Роулинг, Мартина и некоторых других, подаривших нам свои незабываемые миры. Средиземье же по размаху и степени прописанности не имеет себе равных. Это альфа и омега вымышленных вселенных. И именно туда Питер Джексон возвращает зрителя уже в который раз.

    Предшествовал «Пустоши Смауга» художественный фильм «Хоббит: нежданное путешествие», повествующий о начале кампании по виндикации града-государства Эребор у неуправомоченного владельца. Так вот первый фильм, несмотря на красочность картинки и обилие действующих лиц, прямо скажу нудноват. Чего только стоит 40-минутная завязка, включающая, по факту, только визит гномов к Бильбо!

    Теперь непосредственно к «Пустоши Смауга». Фильм, если сравнивать с первым, получился на порядок драматичнее и динамичнее. По крайней мере, смотреть на часы в кинотеатре не хотелось, что уже показатель. Мы застаем знакомых уже всем героев в середине их путешествия (географически где-то недалеко от дома человекомедведя Беорна). До горы с гномьим городом, драконом и сокровищами ещё как до Китая в известной позе. Неприятности подстерегают путешественников за каждым поворотом, а зритель с интересом наблюдает за процессом их преодоления.

    Чтобы несколько разбавить скупую (если говорить о съемках трёх мегаблокбастеров на основе одной детской книжки о 250 страницах) сюжетную линию «Хоббита», Питер Джексон добавляет несколько элементов. Во-первых, постоянное преследование героев со стороны орков под предводительством огромного Азога Осквернителя, инвалида II группы по причине потери левой руки.

    Во-вторых, противостояние Азога и Торина Дубощита, у которых друг с другом старые счеты, появившиеся еще в битве гномов и орков в рудниках Мории. Что интересно, у Толкиена Азог на момент событий «Хоббита» был уже много лет как мертв, оставшись в тех самых рудниках. В-третьих, это партизанский отряд в составе знатного пирата Уилла Тернера Леголаса и Тауриэль, который доставляет оркам немало неприятностей. В-четвертых, значительно расширен образ Бэрда, который ради гномов рискует не только репутацией, но и жизнью. В-пятых, много внимания уделено непростым внешнеполитическим отношениям гномов и эльфов. Все вышеперечисленные особенности обусловливают значительное отличие сюжета фильма от канонического текста.

    Из актерского состава хотелось бы особо отметить Ричарда Армитейджа, раскрывшего непростой и порой противоречивый характер Торина; Стива Фрая, отлично исполнившего роль диктатора-скряги; Люка Эванса, воплотившего образ Бэрда — простого парня с непростыми корнями. Особняком стоит дракон — плод совместного творчества Кэмбербетча и целой орды графических дизайнеров. Огромен, страшен, по-шерлоковски эрудирован. Остальные сыграли.. нет, не плохо, просто мы к ним уже привыкли, и отрадно, что режиссер держит для них достаточно высокую планку.

    Что касается картинки — претензий нет никаких. Да и как-то так повелось, что Питеру Джексону их и предъявлять не принято. Замок короля эльфов изящен, Эребор величественен, Новая Зеландия красива. Словом, каноническое Средиземье.

    Из минусов: эпизоды с участием дракона совсем не обязательно было растягивать на целый час. А то вместо свирепого монстра получился образец интеллигентности и коммуникабельности. Непонятно также, с какой сюжетной целью понадобился любовный треугольник с участием Леголаса, Тауриэль и Кили.

    В целом фильм получился неплохой. Что применительно к сиквелу особенно отрадно. Однако для ярых фанатов канонического текста следует оговориться особо: не ждите строгого соответствия сюжета книги сюжету фильма. Обусловлено это многими факторами. Во-первых, тем, что из 250 страниц текста три интересных фильма не снимешь. Во-вторых, тем, что первоначально замысел создателей был шире, нежели экранизация «Хоббита». Планировалось создание полноценного кинематографического приквела к Властелину колец, но из-за проблем с авторскими правами от идеи отказались. Отказались, да не совсем. Отсюда и хронометраж, и дополнительные сюжетные линии. А если вы — фанат соответствия книги и фильма, «Пустошь Смауга» не смотрите, а смотрите «Мастера и Маргариту» Владимира Бортко. Там все слово в слово.

    8 января 2014 | 18:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Властелин колец: Братство ко...The Lord of the Rings: The Fellowshi...2001
    2 Властелин колец: Две крепост...The Lord of the Rings: The Two Towers2002
    3 Властелин колец: Возвращение...The Lord of the Rings: The Return of...2003
    4 Хоббит: Нежданное путешестви...The Hobbit: An Unexpected Journey2012
    5 Хоббит: Пустошь СмаугаThe Hobbit: The Desolation of Smaug2013
    6 Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five A...2014
    подробнее

    Новости


    Уик-энд целиком принадлежит постепенно выдвигающейся в мировой прокат «Битве пяти воинств» — завершающей части трилогии Питера Джексона, основанной на повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит». В тени такого гиганта трудно разглядеть еще одну любопытную новинку — драму «Дурак» Юрия Быкова(...)
     
    все новости

    Интервью


    У меня был забавный эпизод во время съемок «Восстания планеты обезьян». Я и Джеймс Франко играли сцену, когда один из звукооператоров сказал: «Энди, перестань на минутку издавать свои звуки. Я пытаюсь записать то, что говорит Джимми, и ты мне мешаешь». Пришлось объяснять, что я не просто издаю звуки, а произношу мою часть диалога. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Статистика такова: первая экранка будет в пятницу-субботу. Если фильм продержался до понедельника (как, например, «Сталинград»), то киношникам очень повезло. Такое, чтобы фильм продержался неделю, бывает редко. Так было со «Скайфоллом». То, что он продержался пару недель, — это невероятно. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    2 декабря состоялась голливудская премьера второй части трилогии Питера Джексона «Хоббит» — ленты «Пустошь Смауга». Помимо режиссера мероприятие посетили актеры картины Мартин Фриман, Бенедикт Камбербэтч, Орландо Блум, Эванджелин Лилли, а также другие звезды. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Уик-энд 14-16 марта в азиатском прокате. «Need for Speed» c отличным результатом побеждает в Китае. «Холодное сердце» блестяще стартовало в Японии. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    45.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.466
    46.Унесённые призракамиSen to Chihiro no kamikakushi8.465
    47.12 разгневанных мужчин12 Angry Men8.464
    48.Хороший, плохой, злойIl Buono, il brutto, il cattivo8.463
    49.ТитаникTitanic8.459
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.60%
    32.Мир Юрского периодаJurassic World92.41%
    33.ФокусFocus92.38%
    34.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.35%
    35.ВаркрафтWarcraft92.35%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Жена путешественника во времениThe Time Traveler's Wife200
    ИсчезнувшаяGone Girl304
    Любовь в стиле сальсаHot Tamale1
    Притворись моим парнем20 ans d'écart30
    СоблазнOriginal Sin61
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.150
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.955
    Вычислитель
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры