всё о любом фильме:

Утомленные солнцем

год
страна
слоган«A moving and poignant story set against the corrupt politics of the Stalinist era»
режиссерНикита Михалков
сценарийРустам Ибрагимбеков, Никита Михалков
продюсерНиколь Канн, Никита Михалков, Жан-Луи Пьел, ...
операторВилен Калюта
композиторЭдуард Артемьев, Дмитрий Атовмян
художникВладимир Аронин, Александр Самулекин, Наталья Иванова
монтажЭнцо Меникони
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$160 000
зрители
Аргентина  1 000 млн,    Франция  529.8 тыс.,    США  529.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время151 мин. / 02:31
Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.

Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
11 + 3 = 14
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году его приговорили к 21 году в колонии строгого режима за убийство. В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский.
    • Во время съемок «Утомленных солнцем» Наде Михалковой было всего 7 лет. Она очень ответственно относилась к работе. Когда шла начальная сцена, где вся семья парится в бане, Надя до последнего скрывала, что ей очень жарко (так волновалась, что ее не будут снимать). И только после слов «Снято!» маленькая девочка не выдержала и упала в обморок.
    • Съемки «Утомленных солнцем» затянулись. Уже наступила осень, а по сюжету действие происходит жарким летним днем. Чтобы выйти из положения, Михалкову пришлось заказать тысячи искусственных ярко-зеленых листьев, которые были тщательным образом прикреплены к уже оголившимся ветвям деревьев.
    • Узнав о съемках картины «Утомленные солнцем», Ингеборга Дапкунайте сама нашла Михалкова и предложила себя на роль Маруси. Тогда режиссер даже не подозревал о существовании такой актрисы, более того, он уже наметил на роль Елену Яковлеву. Решающей оказалась улыбка Дапкунайте: увидев ее, Михалков уже не сомневался, кто будет сниматься в его картине.
    • Песня «Утомлённое солнце», исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом в 1937-м. Текст отличался от звучащего в фильме.
    • По телевидению фильм был впервые показан 21 октября 1995 года — в 50-летний юбилей Никиты Михалкова.
    • Дача, где проходили съемки, принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. И даже большая часть предметов интерьера — собственность хозяина дома.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Судя по первой реакции американских комментаторов, мало кто из них ожидал, что «Оскар» за 1994 год среди иноязычных кинопроизведений достанется российскому фильму «Утомлённые солнцем». Но справедливости ради надо заметить, что он сносно для европейской картины прошёл в прокате США ($2,6 млн.), хотя, например, другой оскаровский лауреат «Индокитай», обыгравший в 1992 году михалковскую «Ургу», собрал в два с лишним раза больше. Многих также занимал вопрос о воздаянии Никите Михалкову по заслугам после того, как он был якобы намеренно обижен во время раздачи наград на Каннском фестивале, когда «Золотая пальмовая ветвь» уплыла к «американскому кинобастарду» Квентину Тарантино, который в «Криминальном чтиве» разделался со всеми традициями и канонами, став несомненной альтернативой всем, кто тяготеет к духовности и проповедничеству в кино. Теперь с дистанции времени можно убедиться, что Американская киноакадемия, наверно, в меньшей степени помышляла о тайной дипломатии или о наибольшем соответствии «Утомлённых солнцем» из всех номинантов голливудскому Большому Стилю. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 810 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сначала о недостатках. Первое — неясность некоторых сюжетных мотивировок, которые так и бросаются в глаза соображающему зрителю. Второе — мы просто никогда не сможем тягаться с западным кинематографом, пока в 2010-ом (!!) не научимся выпускать очищенные и нормальные DVD релизы не таких уж и старых фильмов.

    - Товарищ комдив, какая связь?
    - Половая!


    Не такую уж и антисоветскую ленту снял Никита Михалков. Его герой — человек, который прошел революцию, любит дочь, крепче, чем жену и, главное, гордится советской властью, презирая буржуинов. И главное осуждение в ленте приходится не на солнечную пору, подаренную радостно настроенными коммунистами, а на псов режима с предателями и преддверие чудовищных сталинских репрессий. Нельзя сказать — стоит ли пересматривать такой тяжелый фильм, но один раз его точно стоит видеть, так как не зря, безусловно, авторитетная Американская Киноакадемия решила отдать золотую статуэтку именно этой картине. Утомленные солнцем, пожалуй, лучшая работа лучшего российского режиссера.

    После того, как ты будешь валяться в собственном дерьме, и не подпишешь признание, то мы тебе напомним про жену и дочку.

    А стоит ли говорить о сочетании актер/режиссер? Как правило, ДеНиро/Скорсезе и Мастрянни/Феллини нас всегда впечатляли и нам есть, что предоставить в ответ. Это сочетание под названием Меньшиков/Михалков. Не перестану нахваливать их, они смогут спокойно соперничать с вышеописанными мастерами, будь у них шире бюджет. Просто невозможно упрекнуть кого-то в этом фильме в плохой игре, поскольку наш самый талантливый актер современности Олег Меньшиков просто затмевает собой остальных, корме, безумно маститого Вячеслава Тихонова. И Евгений Миронов очень кстати, в своей малюсенькой, однако, очень показательной роли. Именно этот же эпизод четко показывает капризному зрителю, что на декорации и на авиацию с бронетехникой Никита Сергеевич не поскупился.

    - Дядя Митяй, хочу быть пионеркой!
    - Да? Будешь по горну вставать… и тебя похоронят под музыку…


    Олег воплотил образ не самого приятного и вероломного «пса режима» с первых кадров подумывающего о суициде. Это очень сложный образ интеллигентного и добродушно-скрытного мерзавца, совсем не подходящего Меньшикову, но очень интересно и живо смотрящегося на его, до последней морщинки, голубокровном лице. Никита Михалков же — провел сложнейшую работу роли второго плана и режиссера. Кстати, тема о споре старика профессора-интеллигента с комдивом о революции очень и очень кстати, под шумок, в другой комнате, по левой тыловой колонке, хоть и вскользь, но очень едко затронута и прекрасно обыграна голосами Михалкова и Тихонова.

    Почему вы, белые, проиграли? А вам предложить было нечего!

    Как правило, любое великое художественное произведение должно нести в себе скрытый философский смыл, но Михалков — не каждый, так как он берет эмоциями и весьма грамотной и уникальной, пестро-достоверной атмосферой. И все же, скрытый смысл (водитель, ищущий свой маршрут и невинно убиенный по роковым обстоятельствам, став свидетелем бесчинства «псов режима») имеется. Но как я уже говорил, неясно зачем все это понадобилось Мите? В рецензии понять трудно, но во время просмотра возникнет подобный вопрос у каждого: «Неужели все это не имело смысла, даже, из-за любви?». Единственный вразумительный ответ — разрушить чужое счастье, банальная мечта любого низкого человека, поскольку, свое он просто проморгал.

    Ваша роскошная жизнь рухнет по щелчку, вот так, в одночасье.

    2 мая 2010 | 11:04

    Когда началось активное обсуждение в СМИ фильма «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» Никиты Михалкова, мне захотелось посмотреть этот фильм. Но для того, чтобы лучше понять вторую часть «Утомлённых солнцем», я решил посмотреть первую. Тем более, как гласило описание к фильму, его действие происходит в 1936 году, а мне нравится кино с историческим подтекстом. В итоге, после просмотра, данный фильм произвёл на меня очень хорошее впечатление. Впрочем, обо всём по порядку…

    Сюжет фильма интересен, но, на мой взгляд, слегка растянут. За 2,5 часа «Утомлённых солнцем» нам показывается не так уж и много действий. Поэтому после просмотра примерно половины фильма, «Утомлённые солнцем» начинают слегка утомлять.

    Большая часть фильма происходит на даче у Котова… Безусловно, сначала на это не обращаешь внимание, но после просмотра большей части фильма это начинает немного надоедать. Ряд сцен либо чересчур растянуты (например, сказка, которую Митя рассказывал Наде), либо не несут серьёзной смысловой нагрузки (например, сцена, где бабушки выбрасывают в воду лекарства Моховой).

    Игра актёров в фильме великолепная! Все актёры «Утомлённых солнцем» сыграли потрясающе. Особо хочется отметить Олега Меньшикова — он сыграл на 11 баллов из 10! Надя Михалкова также сыграла очень хорошо! Несмотря на юный возраст, её актёрская игра производит очень приятное впечатление во всех аспектах — то, как она передаёт нам юмор, радость, любовь к своему отцу не может не вызывать восхищения!

    В фильме много раз звучит очень красивая песня, исполняемая П. Михайловым — «Утомлённое солнце». Правда, слова песни, звучащие в фильме несколько отличаются от оригинала. Да и сама песня была записана в 1937 году, а действие фильма происходит в 1936…

    Но, несмотря на все недостатки, «Утомленные солнцем» — очень хороший фильм с потрясающей игрой актёров, замечательной музыкой и довольно интересным сюжетом, в рамках которого нам показываются непростые взаимоотношения людей, прежде всего, между Котовым и Митей.

    8 из 10

    13 июля 2010 | 00:07

    Этот фильм оставил глубокий след, который с годом и с каждым просмотром становится всё более понятным и более личным. Я видел очень немного фильмов в которых так хорошо передавались бы скрытые чувства героев.

    В начале фильм наполнен беззаботностью, радостью, даже дурашливостью. С приездом давнего друга семьи Мити что-то надламывается. Вроде всё как всегда — шутки, веселье, но напряжение повисает в воздухе — незримое, но абсолютно реальное. С течением картины оно растёт, натягивая нервы зрителя своей неизбежной, но неизвестной развязкой — и вот она наступает: знаменитая 10-ти минутная сцена, снятая без единой монтажной склейки.

    Сюжет и сценарий настолько великолепны, что не позволяют зрителю скучать ни на минуту. Напротив, они завораживают своей недосказанностью, но в то же время понятностью. В картине нет ничего случайного — автор помогает нам понять причины и следствия. Всё логично. Всё реально. Немного жутко. Страшно.

    Что говорить про актёров — они сделали этот фильм. Во многом именно благодоря им от экрана невозможно оторваться. Герои настоящие. Я поверил каждому их слову и взгляду и даже более того…

    Итак, на выходе имеем чисто русское кино высочайшего качества забыть которое будет нелегко.

    10 из 10

    10 июня 2007 | 00:05

    То, что понравилось

    Надя

    Один из главных персонажей — шестилетняя дочка комдива Котова(Михалков), имеющая очень близкую, душевную привязанность к отцу. Являясь единственным ребёнком на загородной даче, где развивается действие, она окружена взрослыми, большая часть которых ведёт себя как ещё бо`льшие дети, чем она сама. Без сомнений, Надя — папина дочка, гордящаяся им, находящая в нём защитника и друга. Эти тёплые отношения отца и дочери прекрасно отыграны Михалковыми.

    Не для детей

    Но умиротворённая жизнь нарушается с появлением Мити(Меньшиков). Старый друг семьи, это он должен был жениться на Марусе(Дапкунайте), это он должен был сидеть в кресле-качалке, это его дочка должна была носиться по дому. Его возвращение моментально создаёт напряжение и конфликт. И здесь очень хорошо показано, как ребёнок ограждается взрослыми от всего этого, как он сам не замечает и не догадывается, что происходит. Как ребёнок беззаботно становится участником роковых сцен, не ведая об их истинном значении. Для Нади прекрасный летний день остаётся таким, несмотря ни на что. Причём ближе к финалу такими неведающими детьми оказываются почти все персонажи.

    Театральность

    Тут, конечно, не оперные партии, но не заметить её нельзя. Обитатели дачи словно сошли со страниц каких-то Чеховских пьес. А уж герой Меньшикова чего только не делает: рассказывает сказки, паясничает, цитирует Гамлета в оригинале, переодевается, бьёт чечётку и играет на пианино. И не стоит забывать про всевозможные сатиричные и не очень бытовые сценки, коих в фильме достаточно. Однако, все эти элементы не добавляют лёгкости, а только подчёркивают конфликт между внешней беспечностью и внутренней напряжённостью сюжета.

    Образность и символизм

    В фильме много кадров, предметов, сцен, которые можно так или иначе трактовать и сопоставлять с развитием сюжета, судьбами героев, образами из нашей культуры. Не хочется приводить примеры, так как приятнее самому заметить и найти трактовку таким вещам. В отличие от продолжения, здесь нет таких очевидных и чрезмерно пафосных высказываний на глобальные темы, вроде религии и смерти. Образы использованы реже и менее банально.

    То, что может испортить впечатление

    Историческая достоверность

    С точки зрения достоверности реквизита фильм сильно не грешит. А вот оценивать его как историческую драму, отражающую жизнь, настроения эпохи, да ещё и с политическим контекстом — это плохая идея, какова бы ни была ваша оценка. Всё-таки в основе фильма не лежит конкретная реальная история, да театральность с образностью не стоит сбрасывать со счетов. Хотя определённые социальные и политические высказывания в нём, безусловно, содержатся. Но они, опять же, поданы не так банально и являются естественным отражением позиции героев, их мировоззрения.

    27 апреля 2015 | 22:52

    Сергей Петрович Котов в честь полностью заслуженного выходного возвращается к себе домой провести долгожданный день вместе с большой семьёй. На дворе тридцать шестой год. Страна празднует день сталинского дирижаблестроения. Вся семья в сборе и вдруг, но вдруг в дом без спроса приезжает Дмитрий, старый друг жены Котова, с которой он был ранее в близких отношениях. У жены всё празднование дня тут же рушится, а между Дмитрием и Котовым начинает нарастать напряжение и притворство, будто всё будет хорошо.

    Любовь к фильмам и к режиссёрам должна быть отдельно. Почему многие ненавистники Михалкова тупо продолжают орать: «Ненавижу Михалкова!», остаётся для меня загадкой. Я о нём ничего не знаю. Знаю только то, что он снял полностью заслуженную оскара картину «12», которую золотая статуэтка обошла стороной из-за любви к истории, а не к душевности и из-за не приятности попадаться в одни и те же руки второй раз. Знаю, что Михалков снял «Утомлённые солнцем» и зачем-то собирается снимать продолжение (не дай Бог случиться тоже самое, что и с «Иронией судьбы: Продолжение»). Можно говорить, что ты его ненавидишь (не понятно почему), но ненавидеть вместе с этим всё то, что он делает — это порождённая злостью слепая глупость, особенно когда он снимает такие хорошие фильмы с хорошими актёрами, вроде этого напряжённого фильме о жизни, смерти, и о втиснувшейся между этими двумя понятиями любви.

    Дай оскару повод напомнить в своём фильме об исторических фактах какой-либо страны, и он тут же обратит на этот фильм внимание. Благодаря этой ошибке он миновал более заслуженные оскара русские ленты, как «Вор», «Бабуся», «Моя любовь», и та же «Дюжина», то есть «12».

    15 апреля 2008 | 12:23

    Это безумно сильный фильм. Он потрясает, он бьет не в бровь, а в глаз настолько мощно, что оправиться после удара не вполне получается, даже по прошествии времени.

    Странное дело, но в последствии так и не выполненное домашнее задание по литературе заставило меня его посмотреть. Про задание забыли, а вот у меня впечатлений осталось на всю жизнь. Так и хочется вернуться в тот вечер, когда впервые погружаешься в то жестокое время и узнаешь о таких непростых судьбах Митеньки, Маруси и комдива Котова, испытываешь то неописуемо яркое впечатление от премьерного просмотра. В следующие разы уже трезвее и осмысленнее подходишь к картине, обращая в первую очередь внимание на обилие тонко продуманных деталей и фишек диалогов. Какой же Михалков мастер! Он гениальный режиссер, кто бы что бы ни говорил. Да, есть за что ругать его и с весомой долей скептицизма относиться к продуктам made by Mikhalkov, но профессионализма у Никиты Сергеевича не отнять.

    Отдельное спасибо актерам. Восхитительный Олег Меньшиков, прекрасно играющий сам маэстро и органично вписывающаяся девчушка Надя Михалкова (в детстве это у нее получалось на ура). Слабое звено — Дапкунайте. Ну просто как актриса не воспринимается, на мой взгляд. Остальные в кадре оттеняют судьбы главных героев, создают веселую летнюю атмосферу на фоне разворачивающихся трагических событий.

    «Утомленные солнцем» — один из тех фильмов, которыми Россия по праву может гордиться. Оскары тут не причем. Фильм крайне эмоциональный, тяжелый, видно, что в него вложили душу, а не склепали очередную плохо продуманную по всем фронтам фигню, которую мы должны безмолвно хавать, ибо это же наше! Мое мнение — лучшая работа Никиты Михалкова, которая навсегда останется в сердцах российских зрителей разливающимся теплом и островком гордости за отечественный кинематограф.

    P.s. Даже не получилось разобрать сценарий, операторскую работу и проч. Не нужно. И безумно жаль не наблюдать его в Топ-250.

    Не иначе — 

    10 из 10

    6 января 2011 | 08:51

    Пересказ сюжета этого фильма умещается в пару фраз, хронометраж же с трудом укладывается в два с половиной часа. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое — это просто по-михалковски. Здесь есть все его фирменные мелодраматические и прочие эксцессы, которые выглядели бы нелепыми у любого другого российского режиссера, но с Михалкова все, как с гуся вода. Да, весь этот густо населенный персонажами дом имеет чисто формальную функцию: устроить разговорный бурлеск а-ля Феллини, иногда эффектный, иногда бьющий на эффект. Да, здесь слишком мало Тихонова и слишком много Нади Михалковой. Да, у персонажа Меньшикова есть трагическое прошлое, но выглядит он, как и во всех остальных своих ролях, столь лощеным и самодовольным, что в трагическое прошлое верится с большим трудом. Да, Дапкунайте не цепляет почему-то по-настоящему, хотя вроде и делает все, что требует от нее режиссер. Да, наш комдив Никита Сергеевич, как всегда, на белом коне, весь из себя мужественный и, главное, с потенцией у него все в порядке. Да, есть, как водится, нахальное утрирование, в частности, убийство, куда же без этого, случайного свидетеля кровавой гэбней. Наконец, «УС» сняты профессионально, но не вдохновенно. До кучи, картина не обходится без традиционных михалковских парадоксов: в определенно антисталинском фильме «потомственный дворянин» Михалков играет преданного сторонника советской власти, к тому же насквозь положительного. Парадокс? Он самый. Еще интереснее: такие диаметрально разные люди и режиссеры, как Герман-старший и Михалков, оба делали фильмы, критикующие сталинскую эпоху. Парадокс? Конечно!

    Но! Черт его знает, как, но одного профессионализма тут оказывается достаточно, чтобы сделать адекватный по качеству и вполне эмоциональный по контенту фильм. Как-то очень удачно расставлены все акценты. И этого вполне хватает, хотя в «УС» и нет уже того особого ритма, который был в ранних — и лучших — фильмах Михалкова. Конечно, большие бюджеты, которые даже и не снились отечественным режиссерам того времени (да и нашего времени), всегда дают художнику преимущество — но зато Михалков тогда еще умел правильно этим бюджетом воспользоваться. Заслужен ли «Оскар»? И да, и нет. Да, потому что из российских фильмов 1994 года утомленные, наверное, самый лучший. Нет, потому что это немного конъюнктурный продукт, нацеленный именно на награды, которые и были им получены — в аккурат в период теплой дружбы между Борисом и Биллом. Да и вообще, для иностранных критиков российское кино и по сей день остается экзотикой, а тут она еще и качественная и даже пробивает на слезу — так чего еще нужно?

    В фильме можно увидеть загадочный светящийся объект, похожий на шаровую молнию. Он появляется дважды и оба раза приносит героям несчастье. Это, видимо, и есть то самое солнце, которое всех так утомило. Не самая изящная метафора, имхо, — но опять же, создателям и она сходит с рук.

    Фильм можно любить, а можно ненавидеть — по вашему выбору. Но если освободиться от идеологической шелухи и попробовать ценить произведения искусства сами по себе, безотносительно личности их создателей, то «УС» объективно неплох. В противном случае половину шедевров мирового искусства — в том числе, и ваших любимых — придется сдать в утиль.

    9 февраля 2016 | 12:04

    Нет, все-таки Михалков очень хороший режиссер. При всей одиозности — ну умеет он снимать фильмы. И хотя как актер он тут уже начал «врастать в амплуа» Настоящего Русского Офицера (эх, где ты, милый трогательный Генри Баскервиль, или хотя бы несчастный циник Трилецкий…) — играет он тоже на уровне.

    Режиссерско-актерский дуэт с Меньшиковым — стопроцентный «резонанс душ». Меньшиков тут красавчик, просто русский Джонни Депп. Девочка тоже сыграла хорошо, папина дочка, ну а почему бы нет? Совершенная операторская и монтажная работа: белые одежды, пересвет почти в каждом кадре, придающий происходящему оттенок чего-то потустороннего — не воспоминания ли все происходящее самого Мити, последние мысли о разрушенном рае?

    Единственное что — все персонажи в фильме чем-то да неприятны. Ну, кроме девочки. Я такое не очень люблю, хотя тут, видимо, задумка такая. Особенно раздражает карикатурная семейка — вроде как интеллигенция старого времени, но ведь явное же мещанство весь их быт. Постоянная суета и глупое веселье, плюс явная оторванность от реальности. Горничную по-французски говорить выучили, но круглыми днями бестактно подшучивать над ее девственностью, хлопать по заду — в порядке вещей. Комдив вроде и «от сохи», а ведет себя куда приличнее, ну, кроме тех моментов, когда упивается своим высоким положением, но, с другой стороны, он упивается деятельно и с пользой для людей — спасает урожай от безалаберности военных, проводящих учения. Что жена его, что ее первая любовь Митя — просто истерики какие-то и, вообще, мелковаты душой. Она в анамнезе от несчастной любви резала вены, а по фильму старательно закрывает глаза на происходящее, а этот… ну, знаете ли, в желании отомстить за то, в чем сам по большому счету виноват, устраивать из мести цирк, не щадя невинных людей как «побочный ущерб» — не пример достойного поведения.

    Любовный треугольник, впрочем, сыгран прекрасно. Всякие мелкие мелочи… эпизод с креслом-качалкой, в котором за отца вступилась только непосредственная дочка… дикая ревность Котова, которую он безупречно держит в узде, говоря дочке, что, мол, маме с другом хочется поговорить, давай не будем мешать… темные-темные, переполненные жуткой смесью чувств глаза Мити. Хорошо.

    Упрекают фильм в затянутости — но затянутости тут, на мой взгляд, нет, напряжение нарастает постепенно, очень ровно, до самого финала. Фильм довольно тяжелый, описанные события трагичны, и ему вменять в вину отсутствие драйва нельзя.

    И, хотя вряд ли это было задумано как основная идея, очень хорошо получилась иллюстрация старой истины «с высоты больнее падать». «Опасно быть в сиянии власти» — сегодня ты фаворит, а завтра в опале, если будет такова прихоть всевластного правителя. Прямолинейный Котов был искренне наивен, осознав правдивость этого афоризма только в самом конце. Митя понимал это с первых же кадров фильма, но не боялся низвергнутся — будучи в аду, он желал только ввергнуть в него и обидчика, а там уж гори огнем.

    8 из 10

    1 марта 2014 | 00:10

    Мой любимый михалковский фильм. Хотя считается, что самая сильная работа Усача Сергеича это «Неоконченная пьеса для механического пианино», я выделяю именно «УС». Жаль только, что Михалков, как и многие другие захотел повторить успех и снял продолжение…. Но не будем о грустном.

    «Утомленные солнцем» — самый титулованный фильм в российской (да и советской) истории. У него есть и Оскар и гран-при Канн. Одновременно! Большая удача. Причин у такого успеха несколько. Кроме безусловных художественных достоинств, отмечу, что в 1994 году еще сохранялась мода в западных странах на российское (советское) кино. Тем более на кино, затрагивающее проблему сталинских репрессий.

    Если разбирать, почему эта картина так запала мне в душу, то выделю три момента — актеры, атмосфера и тема.

    Никита Сергеевич большой мастер именно работы с актерами. И Меньшиков, и Дапкунайте сыграли отлично. Порадовал и сыгравший маленькую роль Вячеслав Тихонов. Вообще мне кажется, начиная именно с этой картины, бывший Штирлиц окончательно закрепил за собой роль добродушного, наивного старика. В России нередко так с мужчинами-актерами происходит. До определенного возраста они играют уверенных в себе, сильных духом персонажей, а потом превращаются в наивных дедушек. У Тихонова это переход начался с «Белого Бима Черное Ухо» и закончился на «УС». И, конечно же, порадовал и сам Михалков в роли Котова и его дочка. «Утомленные солнцем» — это последний фильм Никиты Сергеевича, где он не перегнул палку с актерами, хотя и снял детей, и любимого Меньшикова, и себя любимого. И все на удивление вышло блестяще. Это позже пойдут роли 40-летнего Меньшикова в роли безусого курсанта, самого НС в роли царя, верховного судьи…. Опять не будем о грустном…

    Отлично передана атмосфера. Меня часто раздражают попытки воссоздать то время в наших фильмах. Но здесь мне очень понравилось, как передан дух эпохи.

    И третий момент, который хотелось бы отметить, это тема. Много есть фильмов, книг, повествующих о сталинских временах. Много есть произведений о лагерях. Но в чем суть тоталитаризма? Мне кажется, именно «УС» дает очень яркий ответ на этот вопрос. Тоталитаризм отличается от авторитаризма тем, что никто, совершено никто не имеет никаких гарантий на будущее. При авторитарной системе, казалось бы, тоже достаточно жесткой, нельзя просто так избавиться от известного, заслуженного человека. Можно отправить его в отставку, за границу, или даже в ссылку. Но власть старается мало использовать эти рычаги, так как это идет в ущерб ей самой. При тоталитаризме же репрессии больших чинов, самых известных людей наоборот укрепляют власть диктатора, так как создают страх во всем обществе. Человек сегодня на коне, а завтра может исчезнуть. Сегодня этого человека любят все, а завтра никто не смеет назвать его не иначе, как «враг народа». И этот момент в «Утомленных солнцем» очень точно и ярко продемонстрирован.

    И еще не могу не отметить финал картины. Запоминается, как говорится, последнее. А самые сильные кадры картины в самом конце.

    10 из 10

    21 октября 2014 | 19:34

    Посмотрел второй раз фильм «Утомленные солнцем» — как по мне, очень сильный фильм.

    Режиссером является Никита Михалков, который в 1995 году за этот фильм был награжден премией «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Всего 4 фильма удостаивались такой награды: «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994).

    Фильм привлекает изначально своим юмором (и он оригинален), но становится страшно от мысли в какое время жили наши деды и бабули. Человек был героем революции, знаком со Сталиным и вообще знает номер телефона его личной линии. То есть перед нами человек один из первых представителей (ну типа шишка) новообразовавшейся республики под названием СССР, свято верующий в правоту компартии. Вера, которая поддерживается огромным чувством патриотизма и чему он учит свою любимую дочь (кстати, сей персонаж в фильме очень-очень хорошо сыгран и вносит нотку радости в столь грустную картину).

    Наш герой проводит выходной со всем своим большим (а может и не очень) семейством. Они занимаются делами, которые уже стали некой традицией (купание на реке, игра в футбол), и царит полная идиллия и покой. Но весь этакий покой нарушает визит старого и давно любимого друга семьи со стороны жены, даже не нарушает, а разрушает до последнего камня как показывают нам титры в конце фильма.

    Очень хочется расписать тут более подробно об этом фильме (о сюжете, в частности), но эффект фильма будет не такой для тех, кто решится его посмотреть в первый раз (думаю, те, кто видел картину, со мной согласятся).

    Очень нравится в этом фильме сценарий. Каждый диалог, реплика продуманы до мелочей. Из разговоров нам становятся известны детали прошлых лет жизни героев фильма. Все те же разговоры приоткрывают перед нами занавес, готовя нас к началу основного действия — кульминации картины…

    Данный фильм дал большое впечатление после первого просмотра. Если Вам покажется он нудным и неинтересным, то дотерпите до последних 10 минут фильма и Вы будете поражены концовкой (лично я был поражен).

    10 из 10

    31 июля 2007 | 12:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 399 руб.
    книга, 250 руб.
    книга, 349 руб.
    подробнее

    Новости


    26 марта в России объявят лауреатов первой сценарной премии «Слово», которая носит имя Валентина Черных, автора «Москва слезам не верит», одного из главных советских хитов. О том, почему награждать решили дебютантов и почему этот приз возник именно сейчас, КиноПоиск узнал у соучредителя премии Петра Анурова(...)
     
    все новости

    Интервью


    Честно говоря, я не думаю, что будет третья «Заложница». Нет, скорее всего, продолжения ждать уже не стоит. Ну разве что они украдут мою машину. Вот что меня действительно разозлит! (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Отечественный оскаровский комитет решил отправить на суд американских киноакадемиков картину «Солнечный удар» Никиты Михалкова. КиноПоиск вспоминает, чем примечательна драма Михалкова и какие еще российские картины могли бы побороться за место в шорт-листе «Оскара». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    220.Берегись автомобиля8.077
    221.Мужики!..8.077
    222.АпокалипсисApocalypto8.075
    223.ПрофессионалLe professionnel8.075
    224.Старший сын8.075
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Большой и добрый великанThe BFG91.83%
    37.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I91.78%
    38.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II91.33%
    39.Плохие парни 3Bad Boys 391.21%
    40.Индиана Джонс 5Indiana Jones 591.20%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Маленький принцLe Petit Prince2
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse87
    Блэйд 3: ТроицаBlade: Trinity50
    Красавица и чудовищеBeauty and the Beast123
    ПесокThe Sand3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.298
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.904
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.568
    Angry Birds в киноAngry Birds6.537
    Экипаж8.175
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры