всё о любом фильме:

Утомленные солнцем

год
страна
слоган«A moving and poignant story set against the corrupt politics of the Stalinist era»
режиссерНикита Михалков
сценарийРустам Ибрагимбеков, Никита Михалков
продюсерНиколь Канн, Никита Михалков, Жан-Луи Пьел, ...
операторВилен Калюта
композиторЭдуард Артемьев, Дмитрий Атовмян
художникВладимир Аронин, Александр Самулекин, Наталья Иванова
монтажЭнцо Меникони
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$160 000
зрители
Аргентина  1 000 млн,    Франция  529.8 тыс.,    США  529.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время151 мин. / 02:31
Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.

Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
11 + 3 = 14
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Дача, где проходили съемки, принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. И даже большая часть предметов интерьера — собственность хозяина дома.
    • По телевидению фильм был впервые показан 21 октября 1995 года — в 50-летний юбилей Никиты Михалкова.
    • Во время съемок «Утомленных солнцем» Наде Михалковой было всего 7 лет. Она очень ответственно относилась к работе. Когда шла начальная сцена, где вся семья парится в бане, Надя до последнего скрывала, что ей очень жарко (так волновалась, что ее не будут снимать). И только после слов «Снято!» маленькая девочка не выдержала и упала в обморок.
    • Узнав о съемках картины «Утомленные солнцем», Ингеборга Дапкунайте сама нашла Михалкова и предложила себя на роль Маруси. Тогда режиссер даже не подозревал о существовании такой актрисы, более того, он уже наметил на роль Елену Яковлеву. Решающей оказалась улыбка Дапкунайте: увидев ее, Михалков уже не сомневался, кто будет сниматься в его картине.
    • Съемки «Утомленных солнцем» затянулись. Уже наступила осень, а по сюжету действие происходит жарким летним днем. Чтобы выйти из положения, Михалкову пришлось заказать тысячи искусственных ярко-зеленых листьев, которые были тщательным образом прикреплены к уже оголившимся ветвям деревьев.
    • Песня «Утомлённое солнце», исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом в 1937-м. Текст отличался от звучащего в фильме.
    • Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году его приговорили к 21 году в колонии строгого режима за убийство. В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Судя по первой реакции американских комментаторов, мало кто из них ожидал, что «Оскар» за 1994 год среди иноязычных кинопроизведений достанется российскому фильму «Утомлённые солнцем». Но справедливости ради надо заметить, что он сносно для европейской картины прошёл в прокате США ($2,6 млн.), хотя, например, другой оскаровский лауреат «Индокитай», обыгравший в 1992 году михалковскую «Ургу», собрал в два с лишним раза больше. Многих также занимал вопрос о воздаянии Никите Михалкову по заслугам после того, как он был якобы намеренно обижен во время раздачи наград на Каннском фестивале, когда «Золотая пальмовая ветвь» уплыла к «американскому кинобастарду» Квентину Тарантино, который в «Криминальном чтиве» разделался со всеми традициями и канонами, став несомненной альтернативой всем, кто тяготеет к духовности и проповедничеству в кино. Теперь с дистанции времени можно убедиться, что Американская киноакадемия, наверно, в меньшей степени помышляла о тайной дипломатии или о наибольшем соответствии «Утомлённых солнцем» из всех номинантов голливудскому Большому Стилю. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 810 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Именно эта фраза, сказанная неизвестным комментатором на одном левом сайте, вспоминается мне, когда я смотрю всеми любимый фильм, и вдруг он меня совершенно не впечатляет. Я знаю, что со мной будет после того, как все это прочитают, но не могу молчать. Я не пойму, откуда такая всеобщая любовь к этому фильму, откуда такой бешеный рейтинг? Хотя я догадываюсь — здесь имеет место ностальгия старшего поколения по этому фильму, просмотренному в 90-х годах. Но неужели эти люди тогда не понимали, что смотрят абсолютно пустой фильм? В нём есть лишь намёк на смысловой сюжет, громкое имя режиссёра и атмосфера 30-х годов. И всё. Смотрел, вроде бы, внимательно, выискивая в этой картине смысл и пытаясь вникнуть в сюжет. Не получилось. Уж насколько я люблю исторические фильмы и драмы, а уж здесь то и другое вместе, но что-то не увидел я здесь той мощи, о которой кричат те, кто любят этот фильм.

    Смотрелось, конечно, поинтереснее, чем ещё один фильм-кумир от режиссёра-кумира «Война и мир» 1965 года (ещё один пример фильма, который я совершенно не воспринял), но я не понял, что же хотел сказать Никита Михалков. Весь фильм показывают обычные отношения в семье, живущей в 1937 году, нет никакой интриги, нет никаких сюжетных поворотов (которыми восхищается мой приятель на Кинопоиске). После фильма хотелось задать автору вопрос «И чё?». Ни один персонаж не запомнился, ни одно действие не отложилось в памяти. Это какое-то подобие исторической драмы, но, насколько я помню, в этом фильме, описывающем 30-е годы, не было сказано ни слова о произволе властей, о раскулачивании (вот на что было бы интересно посмотреть). И если этот фильм такой унылый, то каковы же тогда его сиквел и триквел, которые почти все раскритиковали? А учитывая, что снял их этот же режиссёр, даже особого желания смотреть их нет. И, вместо того, чтоб ругать меня на чём свет стоит, лучше объясните, чем этот фильм, по-вашему, так хорош. Глядишь, пойму.

    4 из 10

    16 января 2015 | 14:11

    Очень напряжённый, тяжёлый фильм, о любви и сломанных судьбах… Действие происходит жарким летним днём на даче, когда, казалось бы в тихой и размеренной жизни её обитателей появляется Митя, вернувшийся погостить спустя много лет… 1936 год, канун сталинских репрессий, время затишья перед бурей, когда только начинаются доносится отголоски начавшегося вскоре самого страшного периода нашей страны. Сюжет повествует о судьбе отдельно взятой «семьи», а точнее о любовном треугольнике, неминуемо ведущем к гибели.. Как точно сняты переживания героев, неразрешимость их ситуации, и как мощно воздействует контраст веселья и ужаса, мучительно продолжающегося на протяжении двух с половиной часов…

    17 января 2012 | 03:18

    Картина 94-го года представляет собой необыкновенно глубокий, но узкий колодец, в который режиссер постепенно опускает зрителя. На поверхности — солнечный день, настолько беззаботный, яркий, воздушный, что кажется — вот она жизнь. Неспешные чаепития, банька, хохот и веселье становятся ярче, когда в доме внезапно появляется давний друг семьи — Митя. Никто не догадывается, зачем он приехал, все привыкли жить в своем тесном безоблачном мире, и не понимают, что за яркостью и беззаботностью Мити скрывается невыносимая боль и неистовое пламя мести.

    И в момент, когда герой Олега Меньшикова рассказывает сказку, Никита Сергеевич резко приспускает веревку и опускает зрителя на середину колодца, где и не темно, и не светло. Митя для меня — прямой образ дуалистичности человека, с какой бы стороны не подойти к этому персонажу. Он любит, но хочет отомстить; он лжет, но и правду говорит. А вот перед тем, как пойти на илистое дно колодца, зритель мысочком начинает прощупывать мертвую воду в тот момент, когда срываются все маски около футбольной площадки. И обнажается Митина жажда мести, желание сравнять с землей чужое счастье. А в душе Котова начинает кипеть страх и отчаяние, но он не позволяет вырваться чувствам наружу.

    А само дно для меня началось, когда светлая, радостная Надя села в машину, чтобы проводить уезжающего в город отца. Котов в этот момент разрывается на части, но не дает слабину при дочери. И всё, зритель на дне. Вязком, темном, мертвом дне, в котором духовно умирает Митя, но никак не Котов и Надя. Вот Митя едет в машине, солнце ласкает его лицо, но он уже мертв, так как муки совести не отпустят его до конца дней.

    Больше всего мне хочется отметить работу Олега Меньшикова, который не просто прожил роль, что является вершиной мастерства, он ее умер. А Никита Михалков смог не только блестяще сыграть роль, он сумел удержать в режиссерских руках клубок судеб, который разрывается в финале.

    Мне очень понравился образ России, вложенный в шофера, метающегося по деревням на своем старом грузовике. Он не знает, куда ехать, все его посылают куда подальше, но в конце, когда он узнает, где же эта Загорянка, русская наивность и простота не помогут ему избежать горькой участи.

    Дабы подытожить, скажу об уловленном мною главном смысле — что бывает, если человек Родины становится человеком Государства, и начинает решать проблемы личного характера чужими холодными «лубянскими» руками, разрушая судьбы, и в первую очередь, тем самым, калеча самого себя.

    10 из 10

    1 июля 2011 | 17:35

    Я давно слышал об этом фильме. Помню как то раз включил радио, а там было обсуждение наших отечественных самых известных фильмов. И вот когда дело зашло об «Утомленных солнцем», позвонила женщина преклонного возраста и в прямом эфире назвала его… Ну скажем чрезмерно эротичным. Сразу начались споры и я понял, что фильм стоит посмотреть.

    И вот вчера, сидя возле монитора компьютера, осознал, что потратил время не зря. Фильм повествует о тяжелых 30-х годах. О периоде сталинской репрессии.

    Начало фильма обнадеживает и пока не понятно, почему же все-таки это драма, ведь мы видим семейную идиллию, счастье, любовь, радость, смех. Казалось бы ничего не предвещает бури.

    Но все меняется когда приезжает человек, который кстати легко мог бы быть на месте хозяина дома. Приезжает, чтобы отомстить за исковерканную жизнь. И ведь ему не важно, что отомстив, он навеки заберет радость и смех из этого дома. Лишь бы отведать сладость мести. Но нельзя его судить, просто не каждый может найти в себе силы простить и тем более когда разумом руководит память об неудавшемся семейном счастье. Да, он смог отомстить, но при этом не смог жить и сам. Что видим в итоге?

    Но нет. Всего этого могло бы и не быть, живи герои фильма в другие времена. Период после Октябрьской революции — один из страшнейших в истории Отечества.

    Даже жизнь «тише воды, ниже травы» не могла уберечь человека от беды. Малейший слушок, где-то случайно не то пророненное слово и жизнь никогда уже не станет как прежде. Все находилось под глубоким контролем и под бдительным оком государства, которое не особо разбиралось делал ли ты что незаконное или нет, оно могло само заставить тебя признаться в том чего ты не делал никогда. Достаточно было иметь недоброжелателей ил дерзкий характер. Как видим по фильму, даже былые заслуги превращаются в прах, если ты имеешь упрямого и умного врага.

    Фильм замечательный, всем кто не смотрел, настоятельно советую. И главное, что он повествует о правде той жизни. Так действительно было…

    12 марта 2010 | 23:41

    Больше всего фильм «Утомлённые солнцем» походит на экранизацию чеховского «Вишнёвого сада» — тот же мотив с возвращением/прощанием (правда, в фильме в дом возвращается только Митя, а прощается только комдив Котов), то же ощущение нависшей угрозы над всеми действующими лицами из-за меняющихся порядков в стране (особенно в сцене разговора Котова с Надей в лодке), та же вялость, тягучесть происходящих событий, с помощью которой достигается особая атмосфера созерцательности.

    А созерцать есть что! У Михалкова по-настоящему живо и осязаемо получилось воссоздать дачный (деревенский, если хотите) быт русского народа — сразу начинаешь вспоминать свой опыт (если он был, конечно) дачной жизни со всеми этими посиделками в кругу семьи, банями, купаниями в речке/озере и т. д. Но по мере развития событий фильма эта атмосфера начинает трансформироваться: от простого милого сердцу созерцания, к подсознательному, а потом и сознательному ожиданию неминуемой беды, которая непременно ожидает всех этих людей. И что самое интересное — все обитатели дома, кроме основных действующих лиц и Нади (которая сама обо всём догадаться просто не могла из-за юного возраста), действительно не поняли, зачем комдива Котова забрали или просто разыграли спектакль с песнями на прощание и прочим (ведь Сергей прощался так, что можно было понять, что он поехал не просто «по делам»)?

    Среди актёров все хороши (по-другому у Михалкова и не бывает), но особенно выделяются три человека, за то, что мастерки показали перерождения своих персонажей: Никита Михалков, который после избиения своего Сергея Котова, наглядно показал, что испытывает человек, который наконец перестал отмахиваться от мыслей о своём будущем и в полной мере осознал, что его ждёт; Олег Меньшиков, его Митя поначалу такой весёлый, обаятельный человек, к концу замыкается в своих мыслях и со звериным оскалом человека навсегда поломанного советской машиной, отдаёт честь с непокрытой головой полотнищу с изображением вождя. И наконец, Надежда Михалкова, которая в первых сценах явно боялась играть и словно чувствовала себя не в своей тарелке, к финалу освоилась и выдавала игру взрослой актрисы. А вот Ингеборга запомнилась лишь тем, что сумела скрыть свой милый литовский акцент и привычку коверкать русские слова.

    По поводу Оскара за лучший иностранный фильм, то тут в принципе всё закономерно — стоит только создателям упомянуть в своём творении тему, связанную с фашизмом или иным тоталитарным режимом, от которого страдают все мыслимые человеческие свободы, как это кино тут же попадает во внимание заокеанских критиков (в этом нет ничего плохого, потому что все кинопроизведения на эту тему, как правило, делаются с чувством и не являются погоней за наградами).

    В итоге: «Утомлённые солнцем» — фильм старой школы, с которым хоты бы раз в жизни стоит ознакомиться каждому.

    11 мая 2010 | 23:38

    Сложно говорить об этом фильме, его нужно смотреть и восхищаться им. 

    Перед тем, как смотреть «Утомлённые солнцем», я была настроена на то, что это будет обычная тяжёлая картина о Сталинских временах. Но этот фильм не похож на остальные.

    Должна сказать, что в этом фильме меня потрясли все актёры — они не играли, они прожили целую жизнь на экране. Особо хочется отметить Олега Меньшикова (Митя) и Никиту Михалкова (Котов). Также замечательно со своей ролью справилась Надя Михалкова, которую я раньше недооценивала как актрису.

    Последние сцены фильма смотрела, затаив дыхание. Фильм — безусловно, один из шедевров российского кинематографа!

    10 из 10

    29 августа 2009 | 16:38

    Вот возникло странное желание заняться в очередной раз тем, что может делать-то и не стоит. В прошлый киносубботник мы с Сорокиным в присутствии дам шли на «Пипец», а попали на «Утомленные солнцем — 2», про которых я категорически писать отказываюсь, а, пересмотрев первую часть (которая, конечно же, и должна была остаться единственной), буду писать про нее.

    Вообще, конечно, при всей пафосности фигуры Никиты не только в нашем кино, но и в нашей стране, надо отдать ему должное в том, что он умеет делать хорошо: снимать кино и в нем сниматься. И можно бесконечно ругать его за совершенно неподражаемые интонации, за нытье и барский лепет, но всё это не совсем правильно, потому что плеяда критиков обычно не в состоянии Михалкова-актера отделить от Никиты Сергеевича в жизни. Понятно, что Никита не сильно напрягается в фильмах, играя всё больше самого себя, нежели искусственного персонажа из сценария, но от этого уровень именно что актерского мастерства подвергать сомнению глупо. Такая же ситуация у Михалкова и с режиссурой, которую в чистом виде воспринимает мало людей, предпочитая экстраполировать каждый фильм Никиты на его риторику в рамках СК или очередной программы с очередным познером. Т. е. уйди сейчас Никита в подполье, как Хржановский-мл., и вполне мог бы стать местным Херцогом или Копполой.

    Первые «Утомленные» — фильм во всех отношениях правильный, выверенный до последнего кадра и звука. С одной стороны, это абсолютно фестивальная история с таким количеством артхаусных киноприемов, что порой прям гордость разбирает за страну. Там же первые два часа фильма — это абсолютно европейский киноформат, антиутопия на стыке с сюром — все эти люди в противогазах, канканы в тихий час и эффекты шаровой молнии. Перед глазами проносятся какие-то сумасшедшие люди — Тихонов с усами, Ильин с сеточкой для укладки, а появление Меньшикова в доме все помнят? — и создается ощущение, что у фильма нет начала и конца. Жаркое солнце припекает голову зрителю настолько, что с трудом вспоминаешь, что Митя — засланный казачок, и что в самом начале он живет в квартире на набережной Кремля. И только минут за двадцать до финала режиссер сгребает мозолистой рукой всех в кучу и давит до тех пор, пока на глазах не заблестят никакие не глицериновые, а самые настоящие слезы. При этом, ты понимаешь, что вот именно сейчас тобой манипулируют, чувствуешь над ухом легкое шевеление усов и голос: «Вот теперь плачь».

    В области идейности изобретений тут нет: фабула об ужасах тоталитарного государства тут звучит простым аккордом ля-минор, который только усиливается Котовым, который единственный во всей компании в это самое государство верит. Но главное в фильме вовсе не это. У Михалкова получилось сделать кино, однозначно воспринимаемое Россией, Европой и Америкой. И награды Каннского фестиваля (большой приз жюри) и Оскар (лучший фильм на иностранном языке) — это только следствие этого. Причина тут в другом: на стыке русской скорби (которая может быть передана разве что как «У-у-у-у-у-у…» в эпизоде прощания комдива с Надей), нашего исторического сознания 30-х годов, либерального порицания авторитарной власти и превозношения христианских ценностей — семья, дом, долг и честь — у режиссера рождается самый, пожалуй, важный элемент в любом искусстве — УКК — универсальный культурный код.

    12 мая 2010 | 10:54

    Об этом фильме мне трудно писать. Эпоха культа личности товарища Сталина началась и закончилась задолго до моего рождения. Сам Советский Союз рухнул, когда мне было всего 10 лет, так что сознательно прочувствовать ушедшие социалистические времена я никак не мог. Конечно, мне запомнились октябрятский значок и пионерский галстук, которые я все-таки успел поносить, но даже эти воспоминания поверхностные и туманные, ибо они все равно уходят корнями в ранее детство, и не оказали какого-либо по-настоящему существенного влияние на мое воспитание и развитие. Я причисляю себя к так называемым «постперстроичным и постсоветским детям», которые вобрали в себя все свои лучшие и худшие черты уже в период становления демократии, и именно ее «правила игры» лежат в основах становления моей личности.

    Совсем другое дело — мои родители. Они родились в 1949 году, и пусть также в сознательном возрасте не застали «утомительное счастье» под яркими лучами «Звезды» по фамилии Джугашвили, но в полной мере вкусили жизнь и быт Советского Союза. Причем мама с папой не могут сказать, что были несчастливы. Была другая страна, причем Великая Страна, существовали другие идеалы, цели, морально-нравственные понятия. Да, был «железной занавес», ущемление свободы человеческой личности, в демократическом смысле этих слов. Но при всем этом все равно было искренне желание жить, работать, гордиться и радоваться.

    Но было еще одно поколение — мои дедушки и бабушки. А вот эти люди как раз жили в один из самых чудовищных периодов существования нашего государства. Мало того, что эти люди пережили невероятно тяжелую и страшную Великую Отечественную войну, они еще испытали на себе глобальный и жесточайший «красный террор», когда миллионы советских граждан были уничтожены «репрессивной машиной» советских вождей того времени, во главе которых стоял все тот же товарищ Сталин. И именно по рассказам моих уже, к сожалению, покойных близких родственников я могу как-то размышлять о той страшной эпохе…

    Бесспорно, Никита Михалков, приступая к съемкам «Утомленных солнцем» ставил перед собой очень сложную художественную задачу. Ведь нужно было посредственном ограниченного пространства места действия и минималистичными средствами небольшого бюджета, показать всё невероятное идеологическое могущество и бескомпромиссную ужасающую жестокость Советской Власти 1930-х годов. Всего лишь на примере рассказа об одной семье раскрыть и убедительно закрыть тему «Советского Счастья». И Михалков каким-то удивительным творческим чутьем смог понять, как нужно правильно это сделать. Чтобы его историю поняли и прочувствовали и очевидцы тех «страшных» лет, и новое поколение, не заставшее ушедшую эпоху, и, даже, современный иностранный зритель, которой по большей части имеет карикатурное представление о Советском Союзе. Фильм высоко оценили как в России, так и за рубежом, «Утомленные…» получили немало высоких отечественных и иностранных кинонаград, и заслуженно считаются одной из лучших российских лент.

    Михалков рисует с одной стороны простую и понятную при внимательном восприятии картину сложных взаимоотношений членов одной семьи, но в то же самое постановщик наделяет полотно таким количеством неоднозначных и ярких нюансов, что камерная история приобретает некий эпический размах. Каждый практически идеально выверенный кадр, почти каждая фраза кого-нибудь из героев, четко и всеобъемлюще раскрывает суть жизни иллюзорно-счастливых 30-х годов прошлого века. Это и масштабно-показушные советские праздники, даже в пределах отдаленной деревни, и «зомбированные» в своих мыслях и действиях дети-пионеры, и всеобщая «психическая» радость непонятно чему множества простых советских людей.

    Но режиссер не делает «однозначного очернения» той эпохи. В этих же самых кадрах чувствуется фантастическая мощь великого русского («советского») народа, который все равно «выжил» в то время «массовых убийств», а спустя всего несколько лет дал сокрушительный отпор до того момента никем непобедимым гитлеровским агрессорам!

    Что же до самой истории, рассказываемой в ленте, то это трагическое повествование о безвозвратно сломанных судьбах нескольких советских людей. Двух главных героев Митю и комдива Котова чисто условно можно разделить на «хорошего» и «плохого», так как каждый из них и палач и жертва в разные, но близкие друг к другу временные отрезки. Другое дело, что совершать свои худшие поступки и тому и другому помогает все та же «репрессивная государственная машина», которой глубоко наплевать — кого перемалывать! Лишь бы были все новые и новые жертвы для укрепления своего тотального могущества. И что не менее важно, не Митя не Котов ни заслужили изначально той кары, которая неизбежно постигла каждого из них в разные моменты судьбы. Основная мысль в том, что они ЖЕРТВЫ, которых бы не было, как и не было бы миллионов других замученных и убитых, будь в стране другая власть…

    «Утомленные солнцем» — мощное, идеально снятое и сыгранное отечественное кино, которое можно смотреть и переосмысливать много раз. Кстати, история, сама по себе, имеет в своем финале жирную точку, и не требует каких-либо продолжений и дополнений. Но это к слову о совсем уже другом фильме…

    10 из 10

    14 июня 2010 | 14:01

    Пересказ сюжета этого фильма умещается в пару фраз, хронометраж же с трудом укладывается в два с половиной часа. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое — это просто по-михалковски. Здесь есть все его фирменные мелодраматические и прочие эксцессы, которые выглядели бы нелепыми у любого другого российского режиссера, но с Михалкова все, как с гуся вода. Да, весь этот густо населенный персонажами дом имеет чисто формальную функцию: устроить разговорный бурлеск а-ля Феллини, иногда эффектный, иногда бьющий на эффект. Да, здесь слишком мало Тихонова и слишком много Нади Михалковой. Да, у персонажа Меньшикова есть трагическое прошлое, но выглядит он, как и во всех остальных своих ролях, столь лощеным и самодовольным, что в трагическое прошлое верится с большим трудом. Да, Дапкунайте не цепляет почему-то по-настоящему, хотя вроде и делает все, что требует от нее режиссер. Да, наш комдив Никита Сергеевич, как всегда, на белом коне, весь из себя мужественный и, главное, с потенцией у него все в порядке. Да, есть, как водится, нахальное утрирование, в частности, убийство, куда же без этого, случайного свидетеля кровавой гэбней. Наконец, «УС» сняты профессионально, но не вдохновенно. До кучи, картина не обходится без традиционных михалковских парадоксов: в определенно антисталинском фильме «потомственный дворянин» Михалков играет преданного сторонника советской власти, к тому же насквозь положительного. Парадокс? Он самый. Еще интереснее: такие диаметрально разные люди и режиссеры, как Герман-старший и Михалков, оба делали фильмы, критикующие сталинскую эпоху. Парадокс? Конечно!

    Но! Черт его знает, как, но одного профессионализма тут оказывается достаточно, чтобы сделать адекватный по качеству и вполне эмоциональный по контенту фильм. Как-то очень удачно расставлены все акценты. И этого вполне хватает, хотя в «УС» и нет уже того особого ритма, который был в ранних — и лучших — фильмах Михалкова. Конечно, большие бюджеты, которые даже и не снились отечественным режиссерам того времени (да и нашего времени), всегда дают художнику преимущество — но зато Михалков тогда еще умел правильно этим бюджетом воспользоваться. Заслужен ли «Оскар»? И да, и нет. Да, потому что из российских фильмов 1994 года утомленные, наверное, самый лучший. Нет, потому что это немного конъюнктурный продукт, нацеленный именно на награды, которые и были им получены — в аккурат в период теплой дружбы между Борисом и Биллом. Да и вообще, для иностранных критиков российское кино и по сей день остается экзотикой, а тут она еще и качественная и даже пробивает на слезу — так чего еще нужно?

    В фильме можно увидеть загадочный светящийся объект, похожий на шаровую молнию. Он появляется дважды и оба раза приносит героям несчастье. Это, видимо, и есть то самое солнце, которое всех так утомило. Не самая изящная метафора, имхо, — но опять же, создателям и она сходит с рук.

    Фильм можно любить, а можно ненавидеть — по вашему выбору. Но если освободиться от идеологической шелухи и попробовать ценить произведения искусства сами по себе, безотносительно личности их создателей, то «УС» объективно неплох. В противном случае половину шедевров мирового искусства — в том числе, и ваших любимых — придется сдать в утиль.

    9 февраля 2016 | 12:04

    Фильм рассчитан на думающих людей, людей, знающих историю, людей, любящих театр. Фильм тяжелый, сложный. Фактически камерное действие, происходящее большей частью на одной и той же даче. Цирк, балаган, неугомонные танцы и кривляние в исполнении главных героев, Котова и офицера НКВД — это веселая маска и игра, скрывающая мрак и неминуемое несчастье. И на карту в этой игре поставлена судьба целой семьи легендарного комдива Котова, а бесцеремонно дирижирует всем этим играющим оркестром неподражаемый товарищ Митя, обиженный и угнетенный, но жаждущий реванша и мести.

    Мне до сих пор не понятно, какое отношение к этому фильму имеет Франция. Актеры, обстановка, финансы? Что же? Ну а роль Никиты Сергеевича в создании «утомленных» как-то сложно и изобразить-то словами. По сути и швец, и кузнец, и на дуде игрец. Но не стоит думать, что это укор в его адрес. И режиссера, и его игра и его чадо, миленькая Надя — все достойно самой высокой оценки, и «Оскар» тому подтверждение. Это тот фильм, где стоит внимательно следить за каждым жестом как актеров, так и режиссера. Здесь нет ничего лишнего и случайного. Каждая мелочь раскрывает этот фильм еще больше, чем незримо видимые факты.

    Олег Меньшиков. Он здесь царит и он повсюду. Он неподражаем. Сравниваться с его игрой может лишь игра Безрукова, которого в этом фильме он весьма и весьма напоминает (времен «бригадности»). Такой яркости в игре актера встретить большая удача и то, что вытворяет за все 2,5 часа Олег Меньшиков кроме как продолжительных оваций и вызвать-то не может. Михалков тоже хорош. Но у него иная стихия, стихия показать несгибаемого мудрого легендарного Котова, портретами которого усеяны стены все страны. И ему это весьма эффектно удается. Надя Михалкова — это лучик солнца, пронизывающий эту грозную тучу борьбы любимого папы и увеселительного дяди Митяя. Но даже детскому сердечку не удастся растопить холодное сердце советской системы.

    Главная цель фильма — показать всемогучесть и вседозволенность цепких рук советской системы, решающей за Господа Бога судьбы своих же людей. Подано это ненавязчиво, но весьма массивно и глубинно. Через мелкие диалоги, плакаты на дирижаблях, слезы Котова… Наверняка, благодаря грамотному очернению советской власти, фильм и завоевал-то столько западных наград. Учитывая любовь к переписыванию истории западных «друзей» не сложно догадаться, что этот фильм пришелся им по вкусу. Но не стоит также и быть категоричным к симпатии к советской власти. Подобные случаи имели место быть и далеко не в разовых количествах. И это тоже нужно знать.

    Спустя 15 лет, с целью собрать немалую кассу Никита Сергеевич создаст продолжение этой истории. Хотя история-то давно закончилось. И персонаж Меньшикова закончил свою жизнь суицидом (в стиле юной Маруси), и Котова, как и его супругу расстреляли, и сюжет исчерпан, однако как же приятно воскресать умерших. Но все это чуть позже. А пока… слезы изуродованного Котова, наконец понявшего, что он обречен, бегущая навстречу своему горю маленькая Надя и задумчивый Митя, отошедший в мир иной.

    8 из 10

    12 июня 2014 | 12:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>