всё о любом фильме:

Трудно быть Богом

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Герман
сценарийАлексей Герман, Светлана Кармалита, Аркадий Стругацкий, ...
продюсерРушан Насибулин, Виктор Извеков
операторВладимир Ильин, Юрий Клименко
композиторВиктор Лебедев
художникСергей Коковкин
монтажМария Амосова
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
$7 000 000
сборы в России
зрители
Россия  182.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время177 мин. / 02:57
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
На планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее, не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (763)
ожидание: 89% (6686)
Рейтинг кинокритиков
в России
85%
47 + 8 = 55
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • По сценарию название картины должно было быть «Что сказал табачник с Табачной улицы». К весне 2008 году Алексей Герман завершил монтаж фильма и хотел назвать её «Резня в Арканаре» или «Хроника Арканарской резни». В августе 2011 режиссер заявил, что фильм находится на стадии озвучки и окончательный вариант названия будет такой же, как у повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
    • Режиссер решил снимать «Трудно быть богом» еще в 1968 году, через 4 года после выхода книги. Вместе с Борисом Стругацким они написали первый вариант сценария. В августе Герман получил разрешение на съёмки, но вскоре началась операция «Дунай» — вторжение в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора, поэтому режиссеру не разрешили снимать фильм. Производство картины затянулось по причине трудностей с финансированием и сложности озвучания.
    • Натурные съемки начались весной 2000 года в Чехии. В окрестностях замка Точник был построен Арканар. Павильонные съемки проходили в Санкт-Петербурге.
    • 21 февраля 2013 года Алексей Герман скончался, так и не успев закончить фильм. Завершали работу над картиной его сын, Алексей Герман мл., и Светлана Кармалита.
    • Съемки начались в 2000 году и закончились в 2006 году. С тех пор, Алексей Герман работал в основном над звуком. К сожалению, он умер в феврале 2013 года, не успев доработать звуковую составляющую.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4896 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    На свете есть множество мест, где лучше было бы не присутствовать. К числу них следует отнести теперь и кинотеатры во время показа данного «творения», по крайней мере это относится к людям с нормальной психикой. Если же Вы — мазохист, любитель чернухи, грязи и дерьма — то милости прошу — это ваш фильм!

    Лично на меня просмотр этого «шедевра» поверг в моральный шок. Такое обилие нечистот, что можно захлебнуться прямо с экрана. В пору после просмотра раздавать бесплатно рвотное и слабительное, дабы освободиться от накатывающего приступа тошноты.

    Автор фильма воспевает грязь. И у него это получилось. Это все! Во всем остальном — полный бред. Да, именно такое ощущение возникает при просмотре этого фильма — просто игра больного воображения. Несвязные сюжетные линии. Невозможно понять что и зачем происходит. Сложно выделить персонажей и их роли, поскольку все сливается в единую чехарду хаотичных движений. Не ясны мотивации действующих лиц. У кого-то что-то взбрело в голову не понятно почему и он это сделал не понятно зачем. Хаотично снующие, вечно плюющиеся едой и соплями люди, постоянно сморкающиеся и пачкающие себя и окружающих грязью, дерьмом, запекшейся кровью и прочими «прелестями». Постоянное ощущение тесноты. Беспорядочно разбросанные вещи, повсеместно валяющиеся и подвешенные трупы животных и людей с выпотрошенными внутренностями… И на фоне всего этого смрада главный герой в поразительно чистой одежде, перстнях и драгоценностях, появление которых само по себе в такой среде было бы совершенно не логично, раздающий по непонятным причинам монеты, которые в конечном счете тоже сливаются с грязью, из-за которой невозможно отличить улицу от жилища…

    Еще более странным кажется появление в такой среде каких-либо изобретателей, художников и поэтов. Извините, но здесь выживание человека было бы под огромным сомнением, не говоря уже о каких-то потугах к творчеству.

    Постойте, но разве об этом писали Стругацкие? Неужели это и есть главная идея их произведения? Так испохабить и унизить творчество писателей — это огромное достижение со знаком «минус».

    Эпилог. В фильме нет никакой моральной, эстетической и художественной ценности. Это продукт разлагающегося общества с его низменными устремлениями. В какой-то степени он отмечен печатью нашего времени, где воспевается бездарность и гниль, пошлость и порок, где мазня дерьмом на полотнах продается за бешеные деньги, а истинную красоту и талант втаптывают в грязь (о чем очень точно подмечено в фильме «Реклама для гения»).

    4 марта 2014 | 17:40

    По поводу «Трудно быть богом».

    Я ни разу не кинокритик, боже упаси, поэтому прошу рассматривать через призму «среднестатистического россиянина».

    Кино очень атмосферное, потому и затянутое — режиссеру нужно было, чтобы зритель проникся атмосферой всей этой грязи, унижения, бесправия, смерти и снова грязи. Настолько старательно все было сделано, что первые полтора часа меня периодически подташнивало от созерцания, ну и плюс прыгающие в камеру лица не улучшали ситуацию. Во второй половине, с появлением общих планов, стало полегче, и кино стало из документального художественным.

    История в целом незатейлива — на какой-то планете со схожими к земным параметрам обнаружили цивилизацию, наблюдали за ней и после вспышки культуры, этакого аналога земного Возрождения, были внедрены земляне, «прогрессоры», которые должны очень аккуратно двигать прогресс, как технический, так и морально-общественный, не вмешиваясь напрямую. Что и делает дон Румата, отыскивая и пряча на болотах Умников и Книгочеев, за которыми охотятся и которых убивают власти.

    На самом же деле, средневековое общество с борьбой за власть, аналогами христианской (да впрочем и любой) веры — Орден, убого, страшно и фантастически точно похоже на нашу действительность, где каждый сам за себя и одновременно против всех.

    И философские выводы дона Руматы о том, что в обществе Серых обязательно, рано или поздно, но обязательно появятся Чёрные, которые будут преследовать и уничтожать Умников, и Серые к ним, Чёрным, примкнут в этой ненависти.

    Так было, так есть и так будет, такова природа человеческая.

    На мой взгляд, фильм слабоват. Во-первых, я лично ожидал большего (и, возможно, в этом вся проблема). Во-вторых, экранизировать «Град обречённый» было бы, по-моему, гораздо важнее и острее социально.

    Но в любом случае, эта эпическая работа — важная веха в попытках осмысления нашей жизни через работу художника. Это действительно произведение искусства.

    28 февраля 2014 | 17:58

    Картинка, привлекающая внимание. Но фильм — без смысла. Хорошо сыгранный и хорошо снятый — но все же как итог — беспросветный и удивительно однородно-бессмысленный. Нет, дело не в том, что три часа подряд несчастный Ярмольник барахтается в грязи и откручивает носы. И не в том, что последние полчаса фильма почти целиком отданы вываливающимся кишкам. Ради драмы или в интересном арт-хаусе мы видели и не такое, грязью нас не смутишь, чай, не дети уже. Если это чем-то оправдано, если режиссер хотя бы сам себе может ответить на вопрос «Зачем?»

    Просто дело в том, что фильм невероятно скучный, неинтересный. Затянутый, но не затягивающий. Не шокирующий, а раздражающий. В общем смысле — совершенно не отвечающий на вопрос «Зачем?»

    Как соотносится фильм и книга? Есть люди, которые не читали повести (вообще Стругацкие — это такая специфическая штука, которую не обязан любить и читать каждый), так вот им фильм будет вообще малопонятен. Любители и знатоки вполне справедливо скажут, что Стругацкие такого не писали и весь фильм будут пытаться вспомнить, где это такое было в книге. Еще говорят, что сценарий начинал писаться вместе со Стругацкими, ну, может быть, но закончилось все точно без них, не было в повести всей этой сплошной грязи «ни ради чего». Хотя я и не фанат Стругацких и даже никогда не увлекался ими (хотя и многое прочел), все же повесть читать можно и интересно, это довольно увлекательное произведение с сюжетом, хотя и не без несколько наивного «шестидесятнического» морализаторства.

    Может быть все дело в том, что Герману нужно было оставить первоначальное название фильма — «Хроника арканарской резни»? Тогда было бы понятно — вот перед нами длинный, очень длинный эпизод по мотивам повести. И тогда в зале вчера было бы не 3 человека, как-то привлеченных знакомым названием, а, может быть один или вовсе никого.

    Нет, в принципе сначала все это вызывает любопытство, потом привыкаешь, и ближе к концу местами уже доходит до реакции в виде смеха — настолько нелепо и нарочито все это капает с экрана, что думаешь — а вдруг это «последняя шутка» Германа. Но нет, он это серьезно.

    То есть первые 15 минут фильма любопытно, еще полчаса интересно, как все это будет развиваться (не будет), еще полчаса можно понаблюдать неожиданно талантливого Ярмольника (это мог бы быть Оскар за мужскую роль, но увы, Румата Германович — скучен, уныл, однообразен, предсказуем, хотя это не вина актера, конечно). Остальное время (а фильм идет без минуты три часа!) можно заниматься своими делами.

    Фотографы могут в принципе поискать интересную операторскую работу и свет. И да, там еще есть пара находок типа очень длинных крупных планов на уровне пояса в самой гуще действа, диалога с камерой и т. д. Но совершенно недостаточно просто снять без монтажа 10-минутный план со сложной траекторией камеры в толпе. Например, Вадим Юсов делал это (и даже более сложные вещи) почти в каждом фильме — работая и с Дыховичным, и с Тарковским, и с Бондарчуком. Но там везде был какой-то смысл. А здесь его нет.

    Сильно раздражает и бессмысленный реквизит. Подвешенная собачья туша или рыбина — о чем это, для чего? Антураж? В хорошем антураже все должно быть рационально, жизненно, применимо, чем-то оправдано. Если есть ружье, оно должно либо стрелять, либо хотя бы делать видимость, что может выстрелить. Можно конечно все это списать на некий сюрреализм в стилистике Брейгеля, еще какие-то оправдания придумать. Да, конечно, картинка местами интересная, огромный, неимоверный труд — создать весь этот реквизит, грим, декорации. Кадры продуманные, но бессмысленные.

    Я пошел на 9-часовой вечерний сеанс, зал был пуст. Одна пара сбежала через полчаса. Да, еще была девушка на последнем ряду, в очках и капюшоне, которая весь фильм занималась телефоном. Все правильно. На большом экране это кино смотреть мучительно, как 13 часов в самолете. Хотя я однажды в длинный ночной рейс взял «Страсти по Андрею» и с удовольствием посмотрел.

    Но «Андрей Рублев» — это красивое, драматичное кино. Драма ведь рождается не там, где сцена ровным слоем намазана грязью. Чтобы была драма — нужны контрасты, смена планов, паузы, ритм кадров, — тогда и кишки, и открученные носы будут работать.

    Странно конечно писать все это про фильм Германа. Говорят, что он трудился над картиной десять лет. Помер, так и не увидев фильма завершенным. Пишут еще, что его вдова, открывая премьеру, предупредила зрителей, что «первые полтора часа будет только завязка, и уходить из зала не нужно». На самом деле это наглая ложь — фильм однородно бессмысленный на всем своем протяжении, даже там, где действие приостанавливается для морализаторства, которое бы хоть на йоту оправдало все это бессмыслие, чтобы Румата высказал пару очень предсказуемых нравоучительных фраз.

    Даже как любитель так называемого авторского кино и человек, редко скучающий на полном метре, я вам не советую смотреть эту картину в кинотеатре — незачем, это потраченные деньги и отсиженный зад, а разглядывать на большом экране там нечего.

    4 марта 2014 | 13:08

    Честно признаться, я удивлен тому, что эта чернуха существует в этом мире. Удивлен потому что, 14 лет это все снималось. И это сняли на три часа. И все для одного — сделать чернуху по братьям Стругацких, и сделать это круче Зеленного слоника. Но к сожалению это не удалось режиссеру этого фильма. Почему? Сейчас объясню.

    Начну я пожалуй с актерской игры. Увы, но Зеленый слоник выигрывает у ТББ, ибо там актерская игра запредельно великолепная, а тут просто великолепно-вялая. Во-вторых это харизма героев, все персонажи в Трудно быть Богом (2013) не харизматические, кроме Руматы в исполнении Ярмольника и Рэба в исполнения Чутко. Но даже они не что по-сравнению со всеми персонажами Зеленого слоника. Да, да! Персонажи Епифанцева, Маслаева, Осмоловского и даже Пахомова намного харизматичны, чем эти два персонажа. И в принципе это особо касается персонажа Епифанцыва, и особо касается персонажа Ярмольника. Ибо у обоих персонажи попадают в одну и туже ситуацию, а именно сталкиваются с настоящими психами. И в этом плане персонаж Епифанцева, да и сам Епифанцев намного круче, чем персонажа Ярмольника и самого Ярмольника в частности. Далее идет экшен. Да в обоих фильмах он вялый и его трудно найти. Но в Зеленом слонике он поставлен значительно лучше, чем в Трудно быть богом. Тот кто, смотрел поймет меня. Ну, и последнее, чего нету в ТТБ, и из-за чего он хуже ЗС. И это мат, который не говорят, а орут! Да, когда происходит на экране всякая мерзость, то всегда сопровождайте её большим количеством мата. Потому что во-первых так лучше, а во-вторых зритель запомнит кучу пламенных цитат в фильме! И признаться честно я бы хотел, что бы три часа этого фильма были наполнены матами и криками как 86 минут в Зеленом слонике. Тогда бы для меня это был шедевр российской чернухи.

    И в результате зачем снимать 14 лет и делать все уныло? Ведь можно снят за месяц с матами и полным весельем. Так что если вам нравится чернуха, то смотрите лучше Зеленый слоник. Ибо во-первых это быстрее, а во-вторых веселее.

    4 из 10

    24 мая 2014 | 00:00

    Итак, в ограниченном прокате стартовал один из самых ожидаемых фильмов в истории — «Трудно быть богом» Алексея Германа, а вместе с ним стартовал и конкурс на включение в ряды интеллектуальной элиты, конкурс на силу и глубину снобизма, на приверженность идеалам. Потому что удовольствия от этого фильмаа не получил никто, но есть предостаточно таких, кто утверждает, что ему понравилось. Ибо, сами понимаете… надо выглядеть умным.

    Но, давайте начнем сначала. А начало — это роман братьев Стругацких, которым я зачитывался в подростковом возрасте. Роман о столкновении человека из идеального будущего с грязным и кровавым прошлым, о его попытках как-то помочь этому средневековью, что-то изменить, но не утерять при этом самое главное настоящее чистое в себе. Словом, роман был о жизненной дилемме, с которой каждому из нас приходится столкнуться рано или поздно. Так вот кино никакого отношения к этой книге не имеет. Там нет ни дилеммы, ни конфликта, ни сюжета, ни диалогов. Кино ради кино для тонко чувствующих или сильно психически нездоровых зрителей. Я даже не буду пытаться соврать, что мне когда-то нравился какой-то фильм Германа. Нет, такого не было. Несколько его работ я пытался смотреть, но всегда споткыкался о мрачную черно-белую картинку и невнятный звук, всегда ничего не мог понять и отступал. Возможно. я недостаточно образован или просто глуп, я это понимаю, но изображать то, чего нет, тоже не могу. Я не понимаю исскусство Германа. Так что и в этот раз я знал, чего ждать, и удивлен не был. И всё бы ничего, если бы этот эксперимент над зрителем не длился 3 часа. Можно было потратить не 14, а 7 лет и сделать хронометраж в два раза короче — многие были бы просто счастливы.

    Итак, что же мы видим на экране? Режиссер упивается картинами средневекового Арканара. Ну, как средневекового — никакого реального смысла в укладе жизни, который нам демонстрируют, нет и не может быть. Мы видим грязь, много грязи, по колено грязи, экскременты, грязные голые задницы обоих полов, фаллосы людей и животных, трупы взрослых и детей, отрубленные головы, кишки, убийства, жестокость и сумасшествие. Разве что секса не было показано почему-то. Всё это призвано создать у зрителя ощущение, что он находится в аду. Грязи на экране столько, что я решительно отказываюсь понимать, откуда у этих людей в принципе берется чистая еда и одежда. Всё вокруг ломается и портится с таким равнодушием, что не ясно, откуда в этом мире вообще появляются материальные ценности. Никто не делает ничего созидательного — все ржут, орут, дерутся, машут руками, визжат, мажут друг друга дерьмом. Обычно в кадре не бывает меньше трех людей, в большинстве же случаев их пятеро и больше. И ни один из них не совершает ничего осмысленного. Отдельное слово стоит сказать о декорациях — они абсолютно бредовые. Невозможно понять ни где происходит дело, ни что происходит. Разница между улицей и помещением только в том, что на улице с неба постоянно что-то льется, капает и сыплется, а в помещении — падает и брызгает. С потолка свисают чучела дохлых животных, в углах виднеются голые задницы, на виселицах болтаются трупы детей. Про детей вообще отдельная история — ряд ролей в фильме детские, и я очень сомневаюсь в адекватности родителей, отправивших своё чадо играть в такое кино. Тут и взрослый-то умом тронется, разглядывая выпадающие из живота кишки.

    Операторская работа времена просто гениальна, а времена дико раздражает обилием крупных планов, кривляющимися в камеру актерами и трясущимися руками оператора. И так-то мало что понятно, а оператор только усложняет процесс. Но, конечно, всех превзошел звукорежиссер, озвучивавший картину 4 года. Это традиционный для Германа ужас — половину слов не слышно, нагромождение звуков не позволяет вычленить что-то конкретное, персонажи невнятно бормочут малоосмысленные вещи с одухотворенными лицами. Словом, всё, что происходит на экране, оно происходит не для зрителя. Оно происходит само по себе, временами напоминая дурной сон, который может продолжаться бесконечно, ибо зацепиться совершенно не за что. Плотность действия бешенная, актеры стараются, такое ощущение, что ты смотришь три фильма одновременно. Непонятно, на что обращать внимание, кого слушать, что запоминать. И так все три часа. Сами понимаете, попытки как-то включиться в процесс заканчиваются где-то через час, дальше кто-то уходит из зала, кто-то продолжает дремать, а кто-то старается не пустить в себя ту дрянь, которую ему показывают. Одним словом, творчество умалишенных с визуализацией всех извращенных фантазий режиссера. И вот какая жалость — не нашел он мастеров, чтобы снять аутодаффе. А то бы совсем хорошо было. Непонятно только одно — зачем это всё? Зачем гиперболизировать фон, на котором, по идее, должно бы развиваться действие, зачем три часа показывать зрителю, как ужасен этот мир? Эта мысль укореняется в голове уже и через тридцать минут действия. Дальше вспоминаются порнофильмы, где в конце жертву убивают, всякое садо-мазо и фетишизм. Ну а что мне должно приходить в голову после трансляции эрегированного полового члена осла на весь широкий экран? В общем, я ничего не понял и пересматривать это не буду точно. Я вообще придерживаюсь той мысли, что если что-то нельзя объяснить нормальным человеческим языком, то оно в принципе не стоит понимания. Попытки придать себе и своим идеям большей значимости, запутывая их изложение — это не моё. Ненависть моя к миру ещё не достигла тех масштабов, чтобы наслаждаться таким кино. Произведение же Стругацких тут не валялось даже рядом. И никому я не посоветую это смотреть. Посмотрите трейлер и будет довольно. Покойный Алексей Герман встает в большой ряд великих художников, творчество которых я не понимаю и вряд ли когда-то пойму. «Сталкер» Тарковского по сравнению с этим кино — детская сказка с хэппи эндом. А Ярмольник неожиданно порадовал — он единственное светлое пятно во всем этом ужасе. Хороший актёр. И да — книжку я читал и много раз — при просмотре мне это никак не помогло.

    27 февраля 2014 | 10:02

    Яркий, слепящий свет. Чистый, безликий снег. Крохотный зрачок. Скованные мышцы. Застывшие мысли. Душевная пустота. Одинокий, потухший человек погружен во мрак разрозненных воспоминаний. Чувства обеззаражены. Звуковые волны изящны и печальны. Жизнь умерла.

    Грязные улицы. Грязные лица. Неприязнь и отвращение. Власть инстинкта. Пугающая свобода. Желание пачкаться. Мысли и действия синхронизированы. Коммуникабельность. Нескончаемый дождь. Грязь. Резкие звуки. Назад к природе. Жизнь.

    Фильм Алексея Германа «Трудно быть Богом», как я думаю, о том, что невыносимо сложно быть человеком. Люди научились носить маски. Они красивые и скрывают уродливые и грязные лица, но при этом затрудняют дыхание. Люди прячут порочные и бесстыдные тела под очаровательной, но тесной, сковывающей движения, одеждой. Высокие заборы избавили людей от страха, но стали причиной близорукости. Чувства превратились в непозволительную роскошь, а мысли замкнулись в кольце адронного коллайдера. Люди превзошли свою биологическую природу, но это не сделало их счастливыми. Напротив, тревоги и запреты прочно сковали их руки, ноги и языки. Но что-то далекое, давно забытое, дикое, но родное, нашептывает заклинания на незнакомом языке. Оно ходит по кругу, строит гримасы, хохочет. Оно веселиться, когда весело. Оно грустит, когда грустно. И злиться, когда ДОСТАЛИ!!! * Яркая вспышка фотоаппарата. На фотографии бледное, чистое, симметричное, застывшее, безликое лицо.

    1 марта 2014 | 11:43

    Данный фильм Алексея Германа, я рискну назвать биологическим испражнением, которое Некто держал в себе на протяжении шести с лишним лет. Точнее — это даже не испражнение, а отработка шлака, который изначально должен был быть переработан в симпатичное и ценное изделие, но по некоторым причинам его просто вхолостую перелопатили и снова выбросили туда, откуда взяли.

    На протяжении трёх часов, нас зрителей, тыкают в грязь. Герои фильма живут в вонючей жиже. Они наслаждаются грязью, могут специально ею измазаться, но при этом я нередко замечал их чистые руки. Да, несмотря на гнетущую атмосферу гниения, некоторые персонажи были замечены в чистых одеждах. Даже чёрно-белая картинка не смогла скрыть явную очевидность. Было странным наблюдать хлюпающих по болоту людей, в относительно чистых халатах. У них даже подошвы чистые (был такой кадр), и дети ухоженные, хотя видно, что специально измазанные. Этот каламбур выбивает из колеи. Подсознание кричит: НЕ ВЕРЮ! Всё это фальшивое! Актёры не могли постоянно сниматься грязными, я это понимаю. Но если по сценарию они в говно, значит и выглядеть они должны в говно.

    Смысл фильма равен нулю. Спустя два часа, известные персонажи произносят книжный диалог: что бы вы посоветовали Всемогущему так сказать, Богу? До этого я вообще не мог найти ничего близкого к содержанию — кроме имён и закадрового голоса зачитывающего некие отрывки. Если бы не пара диалогов в конце (не считая закадрового голоса), то можно подумать что Стругацкими тут и близко не пахло, и фильм просто вольная фантазия автора на тему… как всё плохо, и т. п. Тут надо смотреть иначе. Но как именно я не задумывался. На меня после фильма напала такая депрессия, что не передать словами. В таких случаях говорится: настроение ни к чёрту, жизнь отстой, да и вообще пошло оно всё нафиг. Так что если вы хотите прочувствовать подобное состояние, смотрите и… тяните удовольствие.

    Еще добавлю — не читавшим книгу, смотреть будет вдвойне сложнее, ибо кроме безсмысленных сцен он ничего не увидит. Кто читал книгу, тот тоже вряд ли обрадуется, и думаю не нужно объяснять почему. Судя по всему, «Трудно быть Богом» понравится «эстетам», которые смотрят фильмы не так, как мы привыкли, а как некое «искусство», которое нужно ни просто рассматривать, а чувствовать душой. Пример — картины Ван Гога или Малевича (тот самый «Квадрат Малевича»), на которых намазюкано странное. Но за то ведь, как это всё блин дорого продаётся!.. Такие вот пироги с яйцами.

    18 июля 2014 | 02:53

    Это худшее, что я когда-либо видел. Герман вообще сделал себе имя на издевательстве над зрителем, но это кино — предел его перверсии. Сперва я не мог понять, как можно в наше время браться за экранизацию столь не своевременной и конъюнктурной повести. Оказалось, Герман не промахнулся. Он уловил два нынешних тренда, два популярных субкультурных пристрастия, и поэтому его фильм вполне современен и найдёт своего зрителя и даже почитателя.

    Первое — фэнтези. Удивительно, что фильм упорно записывают в категорию фантастических. Это чистейшее (т. е. грязнейшее) фэнтези. Для сотен миллионов утонувших в мониторах зомби, всё общение которых с Реальностью опосредовано всё тем же монитором, выдуманный мир — единственное пристанище. Когда окружающая реальность отвратительна, подавляюща и стабильна, естественно начинаешь воображать себя Дейенерис Таргириен, королевичем Каспианом или Леголасом — каждый в меру своей испорченности/недоделанности. А самые активные потихоньку начинают даже плести кольчуги из скрепок и посещать занятия по ролевому фехтованию. С другой стороны, т. н. «реальность» настолько часто на протяжении ХХ века (уплотняясь ближе к нашим дням) показывала себя игрой идеологий, масок, брендов, что у обывателя, оторванного от Естественных Условий Бытия, не может не возникнуть сомнения в том, что «здравомысленный» мир реальнее хорошо прорисованной компьютерной игры. И вся т. н. «жизнь» в эпоху медиаманипулирования стала таковой игрой. Почему быть «пацаном с раёна» реальнее, чем быть доном Руматой? Герман, в точку!

    Второй тренд — гриндкор. Смакование расчленёнки, кишок, дерьма и пр. На месте абстрактно «правильных» спецслужб я бы особо заинтересовался этой субкультурой, но статистика показывает, что таковая публика — самые порядочные и законопослушные соглашатели, избиратели и покупатели. А как они по ночам безобразничают или над чем облизываются в своих грязных мечтаниях, порождёнными подавлением мамами, железобетоном и «пацанами с раёна» — это их личное дело. Благо, в реал это не выплёскивается. И для замаскировавшихся пубертанов и переформатировавшихся прыщедавов фильм Германа создаёт атмосферу смачного виртуального прибежища.

    Так что гадость гадостью, а выжидал Герман столько лет не случайно. Он чуял, что когда-то тренд «самой читающей страны», страны пишущих стихи сталеваров, превратится в говённое месиво каст и стилей, нормального и безобразного, форматного и уродливого.

    Только в самом главном пункте Герман — ортодоксальный продолжатель Стругацких. В превозношении техногенной Современности над глухим, глупым и безотрадным Средневековьем, в котором тысячу лет жили не ради абстрактного «Человека», а во имя конкретного Бога. Когда наш народ был покультурнее, эпоху Ковки Духа пытались критиковать, осмеивать, оспаривать и умалчивать. Теперь — время бездарных и низких масс. И достаточно визуально уравнять Средневековье с образом всеохватного дерьма и блевоты, чтобы при упоминании о «эпохе Сергия Радонежского» или «мире Франциска Ассизского» подготовленная публика начинала морщить наманикюренные носики и готовить недопереваренные «дошираки» к извержению. Теперь всё просто!

    Если долго всматриваться в дерьмо, дерьмо станет тобой!

    1 из 10

    9 мая 2014 | 15:42

    Фильм этот признаюсь ожидал, не то чтобы с нетерпением но все же. Вообще любитель творчества Стругацких их философии.

    Особам с тонкой душевной организацией или любителем одноразовых попкорновых фильмов на него ходить абсолютно не стоит. Абсолютно не для массового зрителя. Фильм с глубоким впечатлением, негативным, давящим но глубоким. После просмотра пару часов ступора гарантировано. А после приходит осмысление.

    Здесь не стоит искать экшена, орков нападающих на Минас-Тирит, борьбы за Железный Трон, похода гномов в Эребор.

    Тонкостей в нем много — первая это то как объект исследования зачастую влияет на исследователя. Земляне становятся подобны арканарцем. Тоже рыгают, пьют и т. д. 

    Конечно образ мрачного средневековья гипертрофирован, но в пользу другого образа — того насколько уродливым может быть подсознание. Как наружу вылезает вся деструктивность личности.

    Умникам разбирающимся во всем и во вся чтоб понять суть задумок Германа советую прочитать «Анатомию человеческой деструктивности» Эриха Фромма.

    И главная идея — это так как человек поступает в самой гнетущей обстановке. Тут даже просматривается аналогия с Христом одна фраза «Почему вы не снимаете колодки ведь вы уже свободны?» чего стоит. И тут выбор один либо на крест, либо кишки до самого дворца. Христос принес всем Веру, но веру не оценили и кричали «Распни Его!», Румата приносит свободу, но она не нужна.

    В общем, если вы хотите экшена советую лучше сходить на фильм РОБОКОП, но если хотите чего то иного то выбор за вами.

    27 марта 2014 | 00:51

    Ждала этот фильм очень долго. Год за годом все смотрела новости, все гадала — когда же выйдет? В феврале 2013 года умер Алексей Герман. У меня такое ощущение, что он не хотел дожить до премьеры. Боялся, как воспримут, понимал, что мнения будут разные, а он старый человек, он мог не выдержать. Для него все было в этом фильме, его лебединая песня. Так и получилось в итоге, он отпустил свою картину. Но ждала еще год, до февраля 2014, пока закончат озвучку и, наконец, выпустят в прокат. Надеялась посмотреть в кино, готовилась, перечитала любимую с детства повесть. И вот, неожиданно, в нашем провинциальном городе этот фильм решили не показывать. Без объяснения всяких причин. Прокатили только в одном кинотеатре, который находится почти за чертой города, одним сеансом в день. Добраться не было возможности. Поэтому опять ждала, пока не появится в интернете. А уже стали появляться разные мнения, посмотрите процент положительных и отрицательных рецензий — 50 на 50. Вообще, мое мнение, стоящая картина всегда вызывает противоречивые мнения, и именно в таком соотношении. Но стали закрадываться сомнения — не будет ли такое долгое ожидание напрасным. И вот, наконец, посмотрела. Уже без особого энтузиазма, даже со страхом в начале. Досмотрела до конца, и вздохнула с облегчением, потому что опасения оказались напрасными.

    Зритель привык видеть точную экранизацию литературного произведения. А что, в основной своей массе, представляли люди, читавшие «Трудно быть богом»? События, приключения, диалоги. Да, были там и грязь, и ужасы, и страдания. Но читатели оставляли это за пределами воображения, не фокусировали взгляд, в то время как именно ужас арканарского бытия являлся ключевым фактом в произведении. Румата был тренированным прогрессором. Отчего он должен был сойти с ума — от вида двух трупов и грязной лужи? Нет, чтобы дойти до нечеловеческого состояния, Румата должен был видеть нечеловеческий ужас, день за днем, год за годом. Этот ужас копился в нем, пока не переполнил чашу терпения. И это должен был почувствовать зритель, за почти 3 часа просмотра наполнится этим ужасом, а иначе сама картина не имела бы смысла. Многие зрители к такому испытанию оказались не готовы. Хотя, лично мне, смотреть «Хрусталев, машину!» было на порядок тяжелее, хоть и не было там такой многочисленной грязи, а все же «Трудно быть богом» — вполне можно вынести, даже мне, человеку довольно впечатлительному. Но зритель не потянул и этого.

    И еще одна трудность для зрителя — повесть Стругацких нужно перечитать до просмотра фильма, и сделать это нужно обязательно, иначе зрителю очень трудно будет понять происходящее. Алексей Герман интерпретировал повесть, сделав не точный пересказ, а парафраз и размышление. Сами Стругацкие были сторонниками того, чтобы экранизации их произведений отличались от оригинала, ибо повторять дважды одно и то же — не интересно. Какие-то эпизоды дополнены, какие-то, например, встреча прогрессоров с Земли, абсолютная режиссерская импровизация. Хронология многих эпизодов не соответствует роману, более или менее точно по книге показана только заключительная часть — ночь резни и приход к власти Черного ордена. Финал Герман кардинально изменил, но мне его решение понравилось. Гениальная сцена, где Румата сидит в луже в одной рубахе и говорит: «С вами на Землю не полечу». Герой потерял связь с домом, ненавистная планета затянула его окончательно. Здесь важно — он подчеркивает слово «с вами» — т. е. мы, земляне, бессильны, с нашими теориями, отличными от реальности. Наши попытки вмешательства в историю оказались бесполезны, и даже губительны. Мы ничего не знаем, не понимаем, на Земле, в мире Полдня, мы слепы, мы ушли далеко вперед, и забыли, какими мы сами были. Поэтому я не хочу идти с вами, я хочу идти своим путем. Это германовкое переложение «Трудно быть богом» — более натуралистичное, пессимистичное. Кто знаком с творчеством братьев Стругацких, тот знает, что сами авторы прошли долгий путь, начиная от светлых и идеализированных произведений, к которым можно отнести и ТББ, до более взрослых, сложных вещей, где на смену вере в доброе и прекрасное приходит чувство отчаяния и безнадежности. Если бы повесть «Трудно быть богом» была написана в наши дни, она была бы именно такой, какой отразил её Герман. И я на этот счет спокойна, я на 100% уверена, что авторы одобрили бы такую экранизацию. Это огромный труд, и это потрясающая авторская работа.

    Фильм очень красивый. Парадоксально говорить это применительно ко всем ужасам, показанным в нем, но это так. Каждый эпизод проработан до мелочей. Множество мелких деталей украшают кадр. Особенно красива съемка от первого лица. Очень понравились, например, железные перчатки Руматы, часто крупным планом показывают руку в перчатке. Стальная рука, которая гладит голову — это эффектно, заставляет задуматься. Там много всего, нужно смотреть внимательно, вглядываться в каждый кадр, вслушиваться в каждое слово. Говорят не очень внятно — вот это раздражало.

    Румата в образе Леонида Ярмольника — получился. Именно таким, каким я его представляла по книге. Даже лучше — более саркастичным, приземленным. Но таким же добрым. «Сердце моё полно жалости. Я не могу этого сделать».

    Хочу напоследок обратится ко всем, кто еще собирается посмотреть фильм. Во-первых, смотрите обязательно, и никого не слушайте. Во-вторых, обязательно перед просмотром прочтите или, еще лучше, перечитайте оригинальную повесть. В-третьих, ничего не ждите, не о чем не думайте, ни на то не надейтесь, просто смотрите внимательно и думайте, это не просто, но вы все-таки попробуйте.

    8 мая 2014 | 10:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    аудиокнига, 187 руб.
    аудиокнига, 414 руб.
    подробнее

    Новости


    В Сочи завершился фестиваль российского кино «Кинотавр», проходивший в 25-й раз. Если год назад триумфатором стал «Географ глобус пропил», то в этом году жюри под руководством Андрея Звягинцева отдало свои симпатии «Испытанию» Александра Котта — бессловесной истории любви на фоне испытания первой водородной бомбы. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Работы Алексея Германа, так же как и фильмы Тарковского, — это особое кино, которое требует от зрителя особых нервных затрат, внимания, опыта, искушенности, знаний, если хотите. Если говорить кулинарным языком, то «Трудно быть Богом» — это изысканнейший деликатес. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Смерть актера во время съемок, отсутствие денег, судебные тяжбы, война, бракованные объективы, неуемный перфекционизм режиссера — все это не раз приводило к тому, что фильмы шли к зрителю десятилетиями. К выходу в прокат «Трудно быть Богом» КиноПоиск вспоминает самые интересные случаи. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Ещё немного об итогах российского уик-энда. Мистер Пибоди готовится дать бой древним грекам и персам. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To36 111 775
    2.Город героевBig Hero 634 662 707
    3.ИнтерстелларInterstellar28 307 626
    4.За кулисамиBeyond the Lights6 200 284
    5.ИсчезнувшаяGone Girl4 561 432
    14.11 — 16.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИнтерстелларInterstellar275 234 928
    2.Уиджи: Доска ДьяволаOuija76 297 597
    3.Город героевBig Hero 660 307 547
    4.День дурака49 517 201
    5.С любовью, РозиLove, Rosie20 889 561
    13.11 — 16.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 192 299776 065
    Деньги573 686 868 руб.169 269 999
    Цена билета261,68 руб.11,39
    13.11 — 16.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    105.Баллада о солдате8.263
    106.Адвокат дьяволаThe Devil's Advocate8.262
    107.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.257
    108.Невидимая сторонаThe Blind Side8.254
    109.АртистThe Artist8.254
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.20%
    47.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 291.20%
    48.Седьмой сынSeventh Son91.01%
    49.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 590.80%
    50.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.76%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ОтмороженныеFreezer2
    Кино про Алексеева13
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 135
    КруизLa croisière2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.852
    ИнтерстелларInterstellar8.987
    Город героевBig Hero 68.325
    День дурака4.722
    Уиджи: Доска ДьяволаOuija4.678
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    премьеры