всё о любом фильме:

Трудно быть Богом

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Герман
сценарийАлексей Герман, Светлана Кармалита, Аркадий Стругацкий, ...
продюсерРушан Насибулин, Виктор Извеков
операторВладимир Ильин, Юрий Клименко
композиторВиктор Лебедев
художникСергей Коковкин, Екатерина Шапкайц
монтажМария Амосова
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Россия  182.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время177 мин. / 02:57
На планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее, не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (1490)
ожидание: 89% (6680)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
14 + 0 = 14
9.0
в России
85%
47 + 8 = 55
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • По сценарию название картины должно было быть «Что сказал табачник с Табачной улицы». К весне 2008 году Алексей Герман завершил монтаж фильма и хотел назвать её «Резня в Арканаре» или «Хроника Арканарской резни». В августе 2011 режиссер заявил, что фильм находится на стадии озвучки и окончательный вариант названия будет такой же, как у повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
    • Режиссер решил снимать «Трудно быть богом» еще в 1968 году, через 4 года после выхода книги. Вместе с Борисом Стругацким они написали первый вариант сценария. В августе Герман получил разрешение на съёмки, но вскоре началась операция «Дунай» — вторжение в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора, поэтому режиссеру не разрешили снимать фильм. Производство картины затянулось по причине трудностей с финансированием и сложности озвучания.
    • Натурные съемки начались весной 2000 года в Чехии. В окрестностях замка Точник был построен Арканар. Павильонные съемки проходили в Санкт-Петербурге.
    • 21 февраля 2013 года Алексей Герман скончался, так и не успев закончить фильм. Завершали работу над картиной его сын, Алексей Герман мл., и Светлана Кармалита.
    • Съемки начались в 2000 году и закончились в 2006 году. С тех пор, Алексей Герман работал в основном над звуком. К сожалению, он умер в феврале 2013 года, не успев доработать звуковую составляющую.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5348 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Данный фильм Алексея Германа, я рискну назвать биологическим испражнением, которое Некто держал в себе на протяжении шести с лишним лет. Точнее — это даже не испражнение, а отработка шлака, который изначально должен был быть переработан в симпатичное и ценное изделие, но по некоторым причинам его просто вхолостую перелопатили и снова выбросили туда, откуда взяли.

    На протяжении трёх часов, нас зрителей, тыкают в грязь. Герои фильма живут в вонючей жиже. Они наслаждаются грязью, могут специально ею измазаться, но при этом я нередко замечал их чистые руки. Да, несмотря на гнетущую атмосферу гниения, некоторые персонажи были замечены в чистых одеждах. Даже чёрно-белая картинка не смогла скрыть явную очевидность. Было странным наблюдать хлюпающих по болоту людей, в относительно чистых халатах. У них даже подошвы чистые (был такой кадр), и дети ухоженные, хотя видно, что специально измазанные. Этот каламбур выбивает из колеи. Подсознание кричит: НЕ ВЕРЮ! Всё это фальшивое! Актёры не могли постоянно сниматься грязными, я это понимаю. Но если по сценарию они в говно, значит и выглядеть они должны в говно.

    Смысл фильма равен нулю. Спустя два часа, известные персонажи произносят книжный диалог: что бы вы посоветовали Всемогущему так сказать, Богу? До этого я вообще не мог найти ничего близкого к содержанию — кроме имён и закадрового голоса зачитывающего некие отрывки. Если бы не пара диалогов в конце (не считая закадрового голоса), то можно подумать что Стругацкими тут и близко не пахло, и фильм просто вольная фантазия автора на тему… как всё плохо, и т. п. Тут надо смотреть иначе. Но как именно я не задумывался. На меня после фильма напала такая депрессия, что не передать словами. В таких случаях говорится: настроение ни к чёрту, жизнь отстой, да и вообще пошло оно всё нафиг. Так что если вы хотите прочувствовать подобное состояние, смотрите и… тяните удовольствие.

    Еще добавлю — не читавшим книгу, смотреть будет вдвойне сложнее, ибо кроме безсмысленных сцен он ничего не увидит. Кто читал книгу, тот тоже вряд ли обрадуется, и думаю не нужно объяснять почему. Судя по всему, «Трудно быть Богом» понравится «эстетам», которые смотрят фильмы не так, как мы привыкли, а как некое «искусство», которое нужно ни просто рассматривать, а чувствовать душой. Пример — картины Ван Гога или Малевича (тот самый «Квадрат Малевича»), на которых намазюкано странное. Но за то ведь, как это всё блин дорого продаётся!.. Такие вот пироги с яйцами.

    18 июля 2014 | 02:53

    Никогда, слышите, никогда не смотрите этот адовый трэш в исполнении г. Германа. Причем прошу учесть, что мне его фильмы нравятся ("Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах»). Здесь нет ничего общего с творчеством Стругацких, особенно с литературной атмосферой шедевра «Трудно Быть Богом». Это фильм Германа — абсолютная помойка. Я старательно всматривался в сюжет и в героев фильма — все, что я увидел на протяжении почти 3-х часов, могу сказать в двух словах — похмельная блевотина. Румата здесь — заплеванный, вечно липкий, не имеющий возможности протрезветь имбецил. Земляне-наблюдатели — слюнявые от попойки губошлепы. Кира — символ чистоты, терпения и невинности среди всеобщего мракобесия в романе, здесь — склочная харкающая невротичка. Уно — мальчик-слуга — в романе крепко привязавшийся к Румате мальчишка, добрый и надеющийся на чудо — в фильме представлен в образе недоё… недоделка. И мастеру позволено ошибаться, он тоже человек, но зачем же мешать с говном гениальность Стругацких и надежды зрителя?

    6 мая 2014 | 16:36

    Он считал, что его фамилия переводится, как «господин человек» и это его радовало, потому что для самого Германа, человека с большой буквы, главной целью творчества было поднять людей хотя бы до величины их роста, и лучше выше… А жизнь, к сожалению, вокруг была до боли другая… И боль художника умножалась на такие величины, что и не передать.

    В фильме «Трудно быть богом», который мир увидел в 2014году, эта боль выплескивается через край. И, может быть, так распорядилась судьба, что фильм вышел именно сейчас?

    Жутко, но тайные хроники Чечни, выложенные в интернете, еще страшнее, чем кадры с придуманной планеты.

    «…сегодня мы понимаем, что и Земля, и человечество не знает, куда поворачивать. Вот с учётом этого мы со Светланой и писали сценарий», эти слова Алексея Юрьевича очень важны для понимания картины.

    Это слова-знамения. Людям пора сделать свой выбор, чтобы от музыки не болел живот! Ведь уже у многих голова болит от оперы и балета…

    Люди спокойно живут без стихов Цветаевой и Пастернака, без «Лунной сонаты». Недавно в зоопарке публично убили полуторагодовалого жирафенка, устроив из этого шоу.

    Может быть, мы просто не замечаем, что уже живем на планете Анкар, застрявшей в мрачной эпохе средневековья среди крови, навоза, повешенных трупов животных. Конечно, в нас живет и частичка дона Руматы, но не слишком ли она мала, чтобы изменить настоящее.

    «Трудно быть богом» — фильм, который режет по живому. Фильм о человеческих пороках, о той грязи, которая есть, к сожалению, в людях, возможно, в каждом из нас. Это произведение вытаскивает наружу все человеческие пороки и слабости, подобно тому, как в эпизодах фильма на землю падают вывалившиеся из раненых кишки.

    Фильм сложный для восприятия, картина, которая заставляет задуматься. После просмотра происходит переосмысление многих вещей, сильнейшие впечатления и эмоции проникают в самые глубины души. Словно на исповеди происходит очищение, хочется стать лучше, добрее, уметь сострадать и по-настоящему любить друг друга.

    Благодаря потрясающей режиссерской и операторской работе, состоялось полное погружение во вроде бы придуманный Стругацкими мир.

    Погружение… Как в воду, чтобы стать чище, чтобы проснувшись от страшного сна вновь увидеть над собой небо, и услышать музыку…

    «Трудно быть богом» — шедевр, который войдет в историю мирового кино.

    27 февраля 2014 | 07:46

    Сразу отмечу, книгу братьев Стругацких не читал, смотрел фильм «с белого листа».

    Давно ждал выхода фильма и уже первые кадры приковали внимание — декорации, операторская работа, атмосфера не похожие ни на привычное русское кино, ни, тем более, иностранное, реалистичность, которую мне не с чем сравнить. Потом было тяжелее, происходит что-то непонятное, а именно — ничего. Люди недалекие, суетятся, сами не зная зачем. Сплошь бытовые заботы, и среди этого наш герой в белом, играющий на духовом инструменте. Со временем в фильме мало что меняется, добавляются детали, «политические» перевороты. Зачем все это? Против собственной воле привыкающий к «экшену», ожидаю, может будет динамичная сцена с революцией и бойней.

    Уже после второго часа мелькает мысль: «тут же люди!, а образ жизни животный». Что делает наш Бог — наблюдает, старается НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ и пытается уловить момент, когда зародилась эпоха возрождения. И вправду, смотря на обитателей планеты, просто не вериться, что во ЗДЕСЬ могло зародится искусство. А это ЗДЕСЬ — это прообраз нашего средневековья, наша история; тот период для нас прошел, мы «эволюционировали» загадочным образом. Не верится, что есть или может появится человек, который мог бы возвыситься над всем земным, достигнуть… абстрактной мысли, то, без чего и нечего помышлять о живописи и музыке. Напрашивается мысленный эксперимент: взять современного человека и поместить туда, что с ним станет. Мозг не может не думать, но не погрязать же ему в вопросах биологических потребностей. Если нет источника, предмета другой мысли, без искусства мозг взятого человека съел бы самого себя, как двигатель, работающий вхолостую и сошел бы в итоге с ума. (Именно так и спасается наш Бог — музыка, стихи)

    Последний час был самый сложный. Будь фильм 2 часа — посидел, посмотрел, выдохнул и забыл, но так не получается! Не то, чтобы картину было тяжело смотреть, тяжело было выносить все, что там творится (все это ничего).

    И если в качестве зрителя, тяжело наблюдать за жизнью конкретного инопланетного общества, то совсем уже не выносимо быть в нем, и непосильная задача — быть Богом в таком обществе.

    8 из 10

    22 марта 2014 | 02:02

    Рисуй кровью
    Апокалипсис сейчас.
    На дворе средневековье,
    Мракобесие и джаз.
     — «Пикник»

    Есть люди, эволюция мировосприятия которых чрезвычайно интересна потому, что в ней явно или неявно, но в любом случае ярко, преломляются векторы развития настоящего мира, со всей его сложностью и неопределённостью. К таким людям относится и Алексей Юрьевич Герман, отправившийся в своём киноисследовании человеческой жизни от молодой советской действительности с её казавшимися ясными, чёткими и незыблемыми классовыми представлениями и обнаруживший на простом примере их как минимум неоднозначность («Седьмой спутник»), прошедший через перипетии большой войны, самые сложные (моральные) проблемы которой проявлялись не на фронтах в стратегических сражениях, а на глубокой периферии и даже в тылу («Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны»), обнаруживший в толщах родной истории ещё более интересные характеры, вступившие в трагическую связь с современностью («Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталёв, машину!»), и наконец добравшийся до инопланетного мира как идеальной лаборатории для экспериментов с земным социумом. В странствованиях художника, несмотря на кажущуюся приверженность его одной и той же манере, подчёркнутой неизменной чёрно-белой палитрой, эстетика его менялась вместе с местом действия картин и ещё больше — с углублением познания жизни, раздавленная тяжестью многой печали. Пожалуй, последний фильм Германа можно назвать самым пессимистическим его творением. Но и самым совершенным тоже.

    Можно даже утверждать, что трагический германовский пессимизм в «Трудно быть богом» достиг высочайшей чистоты и концентрации, сделав эту картину своего рода квинтэссенцией мировосприятия режиссёра. Точно так же как само это мировосприятие явилось ярким выражением честной интеллигентской рефлексии — о мире, погрязшем во зле корыстовластолюбия и тьме дикого невежества, о потерянности в этом мире чистых и светлых духом людей, о тотальной неспособности этих людей что-либо изменить вокруг них. И эта неспособность увеличивалась вместе со злом в мире, с каждой новой работой Германа. Если Лазарев из «Проверки на дорогах» ещё имел шанс морально изменить ситуацию, смыв свой грех кровью, то жертва Ханина из «Лапшина», в сущности, уже ничего не меняла в его окружении, оставляя этот мир в его болотном оцепенении, а Кленский из «Хрусталёва» даже был лишён возможности принести себя в жертву, неумолимо превращаясь в простой объект влияния обстоятельств, и единственное, что ему по-человечески оставалось — уйти вовсе из системы, начать новую жизнь. Такая безысходность значительно усиливается тем, что социальные возможности героев Германа возрастали обратно пропорционально возможностям экзистенциальным. В этом отношении дон Румата Эсторский, он же землянин Антон, он же «бог, которому трудно» — герой наиболее примечательный и феноменальный. Отчётливо понимая всё происходящее, превосходно владея своим телом и мышлением, с лёгкостью расправляясь с несколькими десятками тупых туземцев, он не может хоть чуточку сделать этих людишек выше и чище духом, даже оставшись с ними навсегда, не способен вложить в их души и толику стремления к прекрасному и доброму. Вот это уже действительно конец истории. И не по-фукуямовски, а скорее по-достоевски: в духе Великого Инквизитора, торжествующего над бессильным Христом.

    Мир Германа становится всё более хаотичным и лишённым смысла. Кинореальность «Седьмого спутника» и «Проверки на дорогах» ещё почти классична, в ней теряется только связь времён, да и то не совсем безнадёжно. Время «Лапшина» и «Хрусталёва» уже рвётся на мелкие лоскутки, несвязуемые фрагменты, бьётся на зеркальные осколки, которые с болью врезаются в память. И это не какой-то изысканный «модернистский» киноязык арт-хаусного режиссёра, а непосредственно ощущаемый распад единства реальности, в которой настоящее уже не непреложно вытекает из прошлого, существует как бы само по себе, а будущее вообще не обязано наступить. Единственный островок смысла, остающийся ещё в этом мире, погружающемся в хаос, — это желания, мечты и надежды героев, те духовные усилия, которые им ещё доступны. И здесь тоже «Трудно быть богом» выступает наиболее убедительной иллюстрацией: человеколюбие дона Руматы достойно если и не бога, то титана духа, что особенно видно на фоне бесконечного уродства окружающей его человеческой реальности — беспрерывно жрущего, жующего, плюющего и испражняющегося стада гуманоидов, души которых беспробудно глухи, а сознание безнадёжно темно. Трёхчасовые физические подробности повседневного существования этого квазисредневекового собрания, скрупулёзно и очень близко демонстрируемого режиссёром, могут утомлять только тех, кто не заразился германовским трагизмом и остался чужд его необыкновенного гуманизма. Безобразие происходящего на самом деле неразрывно связано с завораживающей высотой духа главного (и, пожалуй, единственного) героя, являясь необходимым его полюсом.

    Странным образом, в этом полярном напряжении почти бессмысленного безобразного мира начинают проступать смутные очертания чего-то иного, казавшегося невозможным и потерянным, чего-то прямо противоположного уродству и нищете окружающей действительности. Это что-то рождается не в душе героя, а в связи с ним — в связи с этой его устойчивой интенцией на помощь несчастным жителям Арканара, не покидающей его даже тогда, когда он лишается возможности вернуться домой и фактически становится одним из арканарцев. Совершенно не иметь ни ненависти, ни брезгливости к тем, кто их более всего заслуживает, — это многого стоит. Ярмольник, далеко не будучи самым душевным и чутким актёром, передаёт это удивительно, приспособив для этого даже свой всегдашний индиферентизм (хотя, конечно, направляющая режиссёрская рука ощущается в его игре почти физически). Постоянное стремление к добру не остаётся, не может остаться бесплодным. Противоречие света и тьмы, достигнув высочайшего напряжения, находит внезапное разрешение в мягких переливах света. Почти утонувший в хаосе островок смысла набирает силу и мало-помалу превращается в континент. Дон Румата, достигнув своего победного поражения, достаёт свою странную дудку и начинает играть. Он играет музыку свободы. Он играет джаз. И эти звуки незаметно, за кадром, преображают мир.

    1 марта 2014 | 22:20

    4 марта 2014 года я пошел в кино посмотреть на последний фильм режиссера Алексея Юрьевича Германа (скончавшегося в феврале прошлого года), чтобы отдать дань уважения режиссеру и с целью посмотреть картину, работа над картиной которая длилась 13 лет.

    За мой небольшой десятилетний опыт походов в кино (я посетил 32 картины, все помню назубок) эта картина оставила для меня незабываемое впечатление. Почему? Что здесь особенного? Во-первых, манера старого советского кино — черно-белое видео, размер экрана стремится к 4:3. Во-вторых, необычность композиции.

    По сюжету действие происходит на другой планете, развитие которой развивается параллельно с земным 22 веком, отставая от развитие цивилизации Земли на 11 веков.

    В этом фильме мы видим самое необычное представление Средневековья. Обычно, когда мы смотрим фильмы про Средние века, то сразу вспоминаем принцев на белых конях, поединки, рыцарские турниры, принцессы, запертые в башне с огнедышащим драконом, яркий свет, падающий на яркие декорации.

    Здесь этого нет. Здесь представлена суровая действительность. Здесь показывается реальное положение дел. Как выглядели на самом деле те люди, что жили в то время, в каких условиях жили, что испытывали.

    В фильме «Трудно быть Богом» снимались только двадцать процентов профессиональных актеров, остальные — простые прохожие. Часть из них — попавшие когда-то в неприятную ситуацию. Люди с ожогами, шрамами, царапины, испорченные зубы — нет, это не грим, это — реальные люди.

    Фильм длится почти три часа. Все три часа он показывает переживания главного героя в исполнении Леонида Ярмольника. Философская идея исторического процесса проходит через весь фильм.

    Главный минус фильма — непонятность сюжета. Если вы хотите посмотреть данный фильм, то предварительно прочтите сюжет (хотя бы краткий) оригинальной повести братьев Стругацких.

    Качество фильма отличное. Только не привычно слышать четкий звук с черно-белым экраном.

    Фильм сильный. Он рассчитан для опытного зрителя, потому фильм показывают не во всех кинотеатрах. Он элитарен. Как заявил один из критиков: «После фильма Германа Тарантино — Уолт Дисней!» Он не всем понятен, судя по реакции большинства зрителей. Действительно, трудно быть Богом, особенно, если ты — Алексей Юрьевич Герман. Это вполне нормальная картина.

    На последок хочу сказать слова благодарности Алексею Юрьевичу за его долгий и упорный труд, его вдове Светлане Кармалите и их сыну Алексею Герману-младшему за то, что довели фильм до конца, съемочной группе, а также актерам фильма: Леониду Ярмольнику, Юрию Цурило, Наталье Мотевой, Александру Чуткову, Евгению Герчакову, Александру Ильину и ныне покойному Петру Меркурьеву.

    8 из 10

    4 марта 2014 | 20:32

    Если говорить о форме, то это подлинное киноискусство. Акция, вроде акций Павленского.

    Что же касается содержания, то это возможность не перечитывая снова задаться вопросами вроде: насколько обоснованным является запрет на вмешательство? Ценность невмешательства относительная и зависит от обстоятельств. Некоторое вмешательство уже санкционировано «сверху» в виде помощи умникам. Следовательно, вопрос только в его характере и масштабах. А определяться они должны отнюдь не интересами науки, а т. н. общечеловеческими ценностями. Это ведь не наблюдение над животными в дикой природе, речь идёт о людях и их судьбах. Именно над этим и думает дон Румата Эсторский, он же Антон.

    И вот он бьётся над вопросом: если это так, если мои действия должны определяться моим сердцем, если я должен не только наблюдать, но облегчить жизнь этих людей или возвысить её и принести им некий свет, то как же, черт возьми, это можно сделать? Чем тут помогут неограниченные финансовые возможности, академическая образованность, практическая физическая неуязвимость? Все гипотетические проекты спасения этих несчастных арканарцев несостоятельны; ключевым является тот разговор со спасённым врачом, в конце которого он выдыхает: «Сотри нас в пыль». Румата обнаруживает, что, будучи почти богом, он ничего не может изменить. Он не в силах преодолеть мировое зло, поднять людей из грязи, в которой они живут в буквальном и символическом смысле. И в конце происходит срыв.

    Это сильная, драматичная концовка. Но Стругацкие всё же были людьми Просвещения в первую очередь, и это мешает им заглянуть в религиозную глубь вопроса, до евангельской темы они не доходят.

    14 июня 2014 | 16:32

    К первому прокатному дню колосс Алексея Германа-старшего подошёл в ранге самого большого долгостроя современной отечественной киноиндустрии, что во многом обеспечило фильму хорошую рекламу и статус посмертного шедевра великого мастера, не успевшего закончить монтаж картины на исходе 14-го года работы над проектом. Впрочем, с похвалами многие критики и эксперты поторопились. «Трудно быть богом» в коротком пересказе имеет чёткий сюжет (наблюдатель с Земли по имени Румата, устав лицезреть убогость обитателей замшелой планеты Арканар, берёт в руки меч и устраивает резню, чтобы тем самым выплеснуть накопившийся гнев и как-то повлиять на ход зачерствелой истории планеты), а на деле это — сухая трёхчасовая эксцентриада, не имеющая драматургии. Откуда ей взяться, если вокруг — одни уроды и тугодумы, копошащиеся в собственных испражнениях и несущие какую-то околесицу и нет ни намёка на красоту, способную всколыхнуть кого-либо из арканарцев, побудить их к прекрасным поступкам и помыслам, пусть даже это будет стоить им жизни. Герой Леонида Ярмольника, а вместе с ним и зритель, где садится, там и слезает: за все три часа во Вселенной, переработанной Германом из романа братьев Стругацких, не происходит ничего. Это даже не кино. Потому что кино — это движение образа (ов), а в «Трудно быть богом» все персонажи и ситуации статичны. От картин художников-экспрессионистов, для которых также характерно болезненно-депрессивное изображение мира, толку больше.

    Вообще, вся эта шумиха вокруг ленты напоминает сюжет знаменитой сказки Андерсена. Толпа восхищается и рукоплещет, а король-то голый! Что, впрочем, нисколько не снижает кинематографического веса Алексея Германа-старшего. Его фильмография — это всего пять полноценных работ и предыдущие четыре прекрасны.

    7 марта 2014 | 14:33

    Это не рецензия, скорее просто желание осмыслить (хм, неумелое оправдание желанию освободиться от дурноты). «Трудно быть богом» как «Герника» Пикассо. Вызывает нечто сильное и трудно выразимое словами, хотя смотришь и не понимаешь — что это!? Только на полотне боль и ужас, а фильм (слово то какое неподходящие) вызывает тоску, безысходность, омерзение. Повторюсь, описать сложно. Но это эмоции…

    А если разобраться:

    Актерская работа великолепна. Стряхнули лоск, прежние амплуа и вытащили нутро на белый свет. Работу Ярмольника можно смело назвать самой лучшей в его карьере. Операторская работа гениальна. От кадра, где Румата с совой на плече стоит в распахнутых воротах узницы у меня перехватило дыханье. Работа декораторов, гримеров, осветителей, звукорежиссеров и группы в целом на недосягаемой высоте. Создан визуальный и звуковой ряд настолько целостный, что погружаешься в него без остатка.

    Но понимаешь, что съемочная группа лишь инструмент, а виртуозно играющий на нем музыкант, он же композитор — Герман. Только получилась у него в итоге гениальная какофония, завораживающая, не отпускающая, вызывающая дурноту, погружающая в ад. Это не Стругацкие, это от начала до конца Герман, безжалостно вспарывающий зрительское нутро. Кто-то уже сказал здесь — это не «кино», это «искусство». Согласна! Только добавлю — искусство откровенное, сложное и пугающее.

    Смотреть или нет — каждый решает сам. Советы на мой взгляд не уместны.

    Оценки нет и не может быть.

    6 марта 2014 | 02:15

    Оставив за бортом такие понятия как сюжет, игра актеров, а так же смысл, стоит заметить, что в первую очередь «Трудно быть богом» сильно, на добрую милю отстает от своего литературного оригинала. И в данных условиях непонятно само определение, которое упорно приписывают картине — экранизация. Посмертное детище Алексея Германа так же походит на роман братьев Стругацких, как фильмы о супергероях на арт-хаусную мелодраму. От оригинала авторы картины оставили несколько имен, пару фраз, ну и, пожалуй, что все. Зритель, не читавший романа, никогда не поймет, о чем идет речь в фильме. Мало того, есть шанс, что он вообще не поймет того, что происходит на экране. И, увы, вина за то будет лежать далеко не на его способности воспринимать и анализировать.

    Правильнее было бы наречь «Трудно быть богом» фильмом «по мотивам». Хотя и это будет слишком громким высказыванием.

    С первых минут экранного времени рассказчик повествует о том, что действие ленты происходит не на планете Земля, что грязный, мокрый, бормочущий нечто неясное человек — не кто иной, как Дон Румата Эсторский, засланный с Земли наблюдать за соседним миром. Дальнейшее действо будет напоминать попытку соригинальничать от кадра к кадру как можно более ярко, что в конечном итоге приведет к визуальной и звуковой мешанине. Гипертрофированная физиологичность, призванная усиливать ощущение творящегося перед зрителями ада, уместна разве что первый час просмотра. Оставшиеся два часа она набивает оскомину и теряет всякий смысл. Как, собственно, и прекрасная операторская работа, а так же вызывающие восхищение работы декораторов и художников. Чтобы указать на то, каким окажется мир, утрать он духовность, достаточно пары уместных, мощных режиссерских приемов, но не многократное обмусоливание половых и сортирных тем.

    Стройный сюжет у картины отсутствует. Фильм как начинается из пустоты, так ею и заканчивается. Главный герой в исполнении Леонида Ярмольника выглядит праздношатающимся недотыкомкой, который, что бы ни происходило (а практически ничего и не происходит), не изменяется ни в суждениях, ни в поведении. Точно такими же выглядят и все остальные герои этой ленты. Что совершенно не вяжется с идеей романа Стругацких: Антон, собственно тот самый Дон Румата, прибывший с Земли и имеющий четкую этическую установку не вмешиваться и, главное, не убивать, сильно отличается от коренного населения Арканара, безуспешно пытаясь вписаться в новое, чуждое ему общество. Герман же слил всех в один котел, никак не отделив зерна от плевел. Его ученые-земляне такие же юродивые, как и арканарцы. Сам Арканар — вместо пышного и процветающего города оказывается одной улицей с башней во главе. Постоянно льет дождь, под ногами непроходящая грязь, глупо бормочущие люди, которые все три часа то ковыряются в носу, но облизывают друг другу пальцы, то показывают голый зад, то еще много чего. Попытка указать на отличие этого места от ушедшей в своем развитии далеко вперед Земли оказалась крайне неудачной — сравнивать не с чем. На экране существует лишь один мир, мир в котором все три часа бессмысленно бродят одинаково грязные люди и ничего не происходит. Даже нарушивший правило «не убивать» Дон Румата так в конечном итоге ни к чему и не придет. Зачем все было? К чему? Бессмысленное действо, после которого зрителю самому приходится выдумывать «глубокий смысл». А как же иначе? Реклама гласит, что выхода этого фильма зритель ждал целых 15 лет.

    Единственная здравая, попахивающая политическими аллюзиями мысль о том, что в любой ситуации надо оставаться «белым», так как только стоит стать «серым», как «после серых всегда приходят черные», выкраивается из общей каши с таким трудом, что адекватней было бы уделить ей стандартные полтора часа экранного времени, нежели три. Глядишь, простенькая, но она не потерялась бы.

    3 марта 2014 | 16:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    аудиокнига, 187 руб.
    аудиокнига, 414 руб.
    подробнее

    Новости


    Картина Алексея Германа-мл. «Под электрическими облаками», единственный российский фильм в конкурсе Берлинского кинофестиваля в этом году, получил приз за операторскую работу. 4 июня лента выходит в российский прокат, и мы представляем ее первый трейлер. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Работы Алексея Германа, так же как и фильмы Тарковского, — это особое кино, которое требует от зрителя особых нервных затрат, внимания, опыта, искушенности, знаний, если хотите. Если говорить кулинарным языком, то «Трудно быть Богом» — это изысканнейший деликатес. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Смерть актера во время съемок, отсутствие денег, судебные тяжбы, война, бракованные объективы, неуемный перфекционизм режиссера — все это не раз приводило к тому, что фильмы шли к зрителю десятилетиями. К выходу в прокат «Трудно быть Богом» КиноПоиск вспоминает самые интересные случаи. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Берлине показали драму Алексея Германа «Под электрическими облаками» — это единственный российский фильм в официальной конкурсной программе фестиваля. Самая метафоричная лента Берлинале, «Облака» озадачили иностранных журналистов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton13 133 560
    2.Военная комнатаWar Room11 351 389
    3.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation8 155 581
    4.Выхода нетNo Escape8 111 264
    5.Синистер 2Sinister 24 665 341
    28.08 — 30.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.КаникулыVacation125 058 228
    2.УльтраамериканцыAmerican Ultra65 229 192
    3.Фантастическая четверкаFantastic Four59 513 341
    4.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.56 676 836
    5.Синистер 2Sinister 231 489 041
    27.08 — 30.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 813 4399 803
    Деньги436 749 113 руб.6 103 475
    Цена билета240,84 руб.4,69
    27.08 — 30.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.242
    111.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.240
    112.Семь жизнейSeven Pounds8.237
    113.АртистThe Artist8.237
    114.КазиноCasino8.235
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.84%
    2.ВыжившийThe Revenant97.20%
    3.Отряд самоубийцSuicide Squad96.86%
    4.Книга джунглей: НачалоJungle Book: Origins95.81%
    5.ЛегендаLegend95.49%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Звездный крейсер ГалактикаBattlestar Galactica44
    Пыль67
    Один домаHome Alone162
    Пара гнедых5
    Лондонград. Знай наших1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 475.675
    КаникулыVacation6.955
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.587
    Необыкновенное путешествие Серафимы4.809
    УльтраамериканцыAmerican Ultra6.710
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Перевозчик: НаследиеThe Transporter Refueled10.09
    Девушка без комплексовTrainwreck10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    ЭверестEverest24.09
    ЛегендаLegend01.10
    премьеры