всё о любом фильме:

Трудно быть Богом

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Герман
сценарийАлексей Герман, Светлана Кармалита, Аркадий Стругацкий, ...
продюсерРушан Насибулин, Виктор Извеков
операторВладимир Ильин, Юрий Клименко
композиторВиктор Лебедев
художникСергей Коковкин
монтажМария Амосова
жанр фантастика, драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  182.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время177 мин. / 02:57
На планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее, не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.70 (636)
ожидание: 88% (6689)
Рейтинг кинокритиков
в России
85%
47 + 8 = 55
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки начались в 2000 году и закончились в 2006 году. С тех пор, Алексей Герман работал в основном над звуком. К сожалению, он умер в феврале 2013 года, не успев доработать звуковую составляющую.
    • Режиссер решил снимать «Трудно быть богом» еще в 1968 году, через 4 года после выхода книги. Вместе с Борисом Стругацким они написали первый вариант сценария. В августе Герман получил разрешение на съёмки, но вскоре началась операция «Дунай» — вторжение в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора, поэтому режиссеру не разрешили снимать фильм. Производство картины затянулось по причине трудностей с финансированием и сложности озвучания.
    • Натурные съемки начались весной 2000 года в Чехии. В окрестностях замка Точник был построен Арканар. Павильонные съемки проходили в Санкт-Петербурге.
    • 21 февраля 2013 года Алексей Герман скончался, так и не успев закончить фильм. Завершали работу над картиной его сын, Алексей Герман мл., и Светлана Кармалита.
    • По сценарию название картины должно было быть «Что сказал табачник с Табачной улицы». К весне 2008 году Алексей Герман завершил монтаж фильма и хотел назвать её «Резня в Арканаре» или «Хроника Арканарской резни». В августе 2011 режиссер заявил, что фильм находится на стадии озвучки и окончательный вариант названия будет такой же, как у повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4679 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм, конечно, ужасно красивый. Перед просмотром надо бы знать хотя бы сюжет того по мотивам чего это снято. Потому что ни хрена по фильму понять невозможно. Каша. Стильное смачное месиво. Любование грязью, дерьмом, соплями, мочой,.. и… как бы не повториться, потому что в фильме это повторяется, и повторяется… и именно на этом главный назойливый акцент! Звук так записан, что слова персонажей разбираются с трудом, если вообще их можно разобрать. Разобрать актерскую игру тоже нельзя, потому что играть там нечего. Если кто-нибудь хорошо исполнил роль, то в дерьме и грязи все потонуло.

    Но если на все это упорно не обращать внимания, отнестись к создателям с пониманием, потерпеть 3 часа, то фильм в принципе неплох, многое можно в нем найти.

    Жизнь средневековых городских помоек, последствия резни в средневековом городе, да и обычная бытовая жизнь такого города, думаю вряд ли где-нибудь лучше отражены, не найдете такого вычурного детализма. Класс.

    Философия. О, глубокомыслие этого «шедевра» поражает. Человек — паразитический злобный каннибал, животное тупое и хитрое. Только гадить друг на друга и есть, соответственно друг друга. Всё. Замкнутый круг. Выхода нет. Ярмольнику взгрустнулось.

    Во всем выше написанном шутки мало. Когда смотрел не покидало чувство, что картина пошла по какому-то не тому пути. Не ясно мне: зачем Герману столько нарочитого смакования грязи и дерьма, зачем такая чересчур каша событий и реплик. Чувство скотскости человека и грязи мира фильм конечно дает, но из-за превышения меры, ощущается смешным.

    7 из 10

    10 сентября 2014 | 21:59

    На свете есть множество мест, где лучше было бы не присутствовать. К числу них следует отнести теперь и кинотеатры во время показа данного «творения», по крайней мере это относится к людям с нормальной психикой. Если же Вы — мазохист, любитель чернухи, грязи и дерьма — то милости прошу — это ваш фильм!

    Лично на меня просмотр этого «шедевра» поверг в моральный шок. Такое обилие нечистот, что можно захлебнуться прямо с экрана. В пору после просмотра раздавать бесплатно рвотное и слабительное, дабы освободиться от накатывающего приступа тошноты.

    Автор фильма воспевает грязь. И у него это получилось. Это все! Во всем остальном — полный бред. Да, именно такое ощущение возникает при просмотре этого фильма — просто игра больного воображения. Несвязные сюжетные линии. Невозможно понять что и зачем происходит. Сложно выделить персонажей и их роли, поскольку все сливается в единую чехарду хаотичных движений. Не ясны мотивации действующих лиц. У кого-то что-то взбрело в голову не понятно почему и он это сделал не понятно зачем. Хаотично снующие, вечно плюющиеся едой и соплями люди, постоянно сморкающиеся и пачкающие себя и окружающих грязью, дерьмом, запекшейся кровью и прочими «прелестями». Постоянное ощущение тесноты. Беспорядочно разбросанные вещи, повсеместно валяющиеся и подвешенные трупы животных и людей с выпотрошенными внутренностями… И на фоне всего этого смрада главный герой в поразительно чистой одежде, перстнях и драгоценностях, появление которых само по себе в такой среде было бы совершенно не логично, раздающий по непонятным причинам монеты, которые в конечном счете тоже сливаются с грязью, из-за которой невозможно отличить улицу от жилища…

    Еще более странным кажется появление в такой среде каких-либо изобретателей, художников и поэтов. Извините, но здесь выживание человека было бы под огромным сомнением, не говоря уже о каких-то потугах к творчеству.

    Постойте, но разве об этом писали Стругацкие? Неужели это и есть главная идея их произведения? Так испохабить и унизить творчество писателей — это огромное достижение со знаком «минус».

    Эпилог. В фильме нет никакой моральной, эстетической и художественной ценности. Это продукт разлагающегося общества с его низменными устремлениями. В какой-то степени он отмечен печатью нашего времени, где воспевается бездарность и гниль, пошлость и порок, где мазня дерьмом на полотнах продается за бешеные деньги, а истинную красоту и талант втаптывают в грязь (о чем очень точно подмечено в фильме «Реклама для гения»).

    4 марта 2014 | 17:40

    Буквально со дня на день пройдет год со дня смерти Алексея Юрьевича Германа, в полном смысле «визионера» отечественного кино, каких не было никогда, и увы, уже не будет. На прощание он подарил нам очень не простую открытку, имя которой «трудно быть богом». И буквально 12 часов назад мне посчастливилось увидеть сие творение, и только сейчас голова как-то пришла в рассудок.

    Другая планета. Не Земля, но похожая, разве что меньше. Застыла в средневековье и никак не может перейти в эпоху возрождения. Ученый-наблюдатель Румата пытается принести культуру в народ Арканара, города с первого взгляда бездуховного и лишенного каких-либо ценностей. Румата для них как бог. Но он прислан лишь наблюдать за этой планетой, не нарушая ход событий. А механизм тем временем уже запустили, и рано или поздно ему придется выбрать чью-то сторону.

    В этот небольшой абзац действительно уложен абсолютно ВЕСЬ сюжет данной картины. И это, наверно её самый большой плюс. Дело даже не в том, насколько там ничего нет, а в том, насколько там всё есть. Каждая деталь, каждый длинный план не просто исполнен великолепно, но и сказать может больше, чем вся повесть Стругацких. Это действительно неподъёмный кусок грязи, сквозь который нужно идти зрителю и быть готовым к этому. Другое дело, что подготовиться к этому полотну нельзя, и воспринять однозначно тоже. Покойный гений не просто показал весь потенциал кинематографа как искусства, но ещё и раскрыл его. Здесь абсолютно правдоподобное средневековье, здесь невероятная операторская работа, делающая зрителя безмолвным наблюдателем, которому не дозволено вмешиваться в ход действия фильма. Здесь даже актерская игра на самом деле вовсе не игра — люди живут своими образами, и даже Ярмольник способен удивить.

    3 часа почти физической, и уж точно моральной боли от вида того, что происходит на экране. Но вопросы в голове всплывают отнюдь не вроде «зачем это здесь?», потому что понимаешь, зачем. А вот «как вообще такое можно было снять?» у вас возникнет не раз. Но 15 лет на то и было потрачено. Великий мастер в конце своего пути снял картину столь великую, столь ужасную, и столь многосложную, что далеко не каждый выдержит, не каждый поймёт, и уж точно не каждый оценит данный шедевр. За те три часа, что были на экране, я попеременно вспоминал и Тарковского, и Кубрика, и даже Пазолини. Настолько многогранную и многофактурную работу проделал Алексей Юрьевич. Рефрен не столько Стругацким, сколько всему, что любил сам Герман за всю свою жизнь.

    Я абсолютно не понял картину. Пытаться смотреть её, включив голову, это всё равно что пытаться смотреть Древо жизни, записывая сюжет в блокнот. Эту картину можно воспринять только подсознанием.. И я воспринял. И я оценил. Всё, что происходит в нашем обществе сегодня, можно найти в этом фильме. Евромайдан, отношение к власти, вечные конфликты… а ещё любовь к тем, за кого ты в ответе. И наверно для меня это был основной мотив фильма. Ведь там, где всю жизнь живут серые, обязательно придут черные. А богом… богом быть трудно.

    Покойтесь с миром, Алексей Юрьевич. А зрителям я пожелаю выдержать весь фильм, не встать и не уйти с просмотра… а выдержать. А потом посидеть и обдумать.

    10 из 10

    19 февраля 2014 | 10:27

    Впервые у меня возникло острое желание написать рецензию на просмотренный фильм. И, к сожалению, не для того чтоб петь дифирамбы режиссеру или актёрам, а для того чтобы предостеречь зрителей. Мое мнение исключительно субъективное, и вы можете смело обвинить меня, что я не понял всю глубину ваших глубин, но …

    Я глубоко убежден, что фекалии — это не тот материал, из которого получится сделать произведение искусства. Но как раз они самые занимают 90% экранного действия.

    Фильм с головой погружает зрителя в реку человеческих нечистот, и за этим фейерверком говна и прочей мерзости сложно разглядеть актерскую игру, режиссерские ходы и прочие составляющие кинокартины.

    Для того что бы показать насколько загнило наше общество и насколько отвратительны люди в своем самолюбии и стремлении уничтожить себе подобных и лучших за себя, не нужно показывать зрителю сам гной и тыкать в него лицом. Настоящий мастер сумеет подобрать нужные метафоры и не мене сильные образы, которые заставят зрителя задуматься и возможно изменится. Но вы не сможете сделать людей чище вымазывая их в грязи.

    Для объективности следует отметить прекрасную операторскую роботу, которую все-таки удалось рассмотреть сквозь всю эту мерзость.

    И напоследок, хотелось бы обратится к людям, которые не читали одноименную книгу Стругацких и уверить, что не следует судить об этом прекрасном романе по данной экранизации.

    10 марта 2014 | 02:36

    Наконец-то добрался до «Трудно быть Богом». За эти несколько месяцев, что прошли с момента начала проката, уже успел начитаться полярных мнений, даже больше негативных. Но как известно, собственный опыт ничего не заменит.

    Тех, кто ждал от Германа точной экранизации Стругацких, конечно постигнет разочарование. Кстати, оно обычно всегда приходит при ожидании от фильмов пересказов книг. А уж такие книги, как у Стругацких, явно не нуждаются в обычном пересказе. Они требуют переосмысления.

    Вот Герман и предоставил свою интерпретацию и размышления от прочитанного. Естественно, зрителям, которые не знакомы с оригиналом, будет вообще ничего не понятно, поэтому до ознакомления с произведением братьев Стругацких смысла смотреть фильм нет.

    Вернусь к заголовку. «Трудно быть Богом» — это не кино…

    Это нечто большее. Я бы сказал — масштабное кинополотно, продуманное до мельчайших подробностей. Этакий трехчасовой эпос. Во время просмотра рождаются ассоциации с картинами Босха. И это не случайно. Арканар — это аналог нашего средневековья со всей его необразованностью, грязью, мрачностью, серостью и т. д.. Малейшие ростки инакомыслия подавляются на корню.

    И вот в этом мире появляются «совершенные» люди с Земли, достигшей небывалого развития. Они ощущают себя Богами тут. Сначала всесильными, но по мере погружения в окружающую безысходность божественность постепенно сходит на нет. Концовка у Германа сильно отличается от книжной в сторону пессимистичной, но при этом она более логична и реальна.

    Автор фильма нас, зрителей, тоже погружает в арканаровскую действительность, чтобы мы хотя бы попытались ощутить то, что ощущал Румата на протяжении многих лет своей жизни. Однако при этом зрители всё равно остаются лишь наблюдателями, что подчеркивает и своеобразный операторский подход: большую часть фильма мы как будто смотрим на происходящее через камеру на голове главного героя.

    Визуальная работа на мой взгляд вообще выше всяких похвал. Многие кадры можно рассматривать как отдельные произведения искусства.

    Хочется конечно же отметить и игру Ярмольника. Думаю, многие так и представляли себе Румату.

    Думаю, хроники Арканара — не такое уж оторванное от нашей действительности произведение. Ведь понятно же, что мы не так уж далеко ушли в развитии. Просто появились ширмы, а по сути всё осталось так же.

    «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…" (с)

    10 из 10

    19 июля 2014 | 12:27

    «Я, конечно, понимаю, что искусство должно вызывать сильные чувства, но почему это всегда должно быть чувство омерзения?»

    Неизвестный автор


    Начнем с того, что фильм Германа «Трудно быть богом» — это не экранизация Стругацких и вообще не кино. Это трёхчасовой бессюжетный видеоарт по мотивам про тлен, говно и безысходность. От Стругацких тут осталось только несколько с трудом узнаваемых сцен и персонажи, которых также непросто узнать. Кроме, конечно, дона Руматы Эсторского, которого играет Ярмольник с острой бородкой, в белой рубахе и даэдрических перчатках.

    Практически каждый кадр фильма выглядит так: сверху течёт, снизу хлюпает, в середине шмыгает. В Арканаре всегда сыро, холодно, дымно, и у всех насморк. Дон Румата сморкается в белую тряпицу. Все остальные шмыгают носом и сморкаются на пол или друг на друга. Непрерывно — в каждой сцене, в каждом кадре. Или просто ходят с висящими как у индюков соплями. Или выковыривают соплю и вытирают об соседа. Реки, моря и океаны соплей. Еще, конечно, мегатонны жидкой грязи и политые рыбьей требухой плантации висельников.

    Фильм сознательно сделан так, что смотреть его физически тяжело. Помимо постоянного звукоряда в виде шмыгания носом, сморкания и трубного втягивания соплей, что-то постоянно лезет в кадр — то Румате тычут в лицо копьем, то кого-то отталкивают и отпинывают, то уродливые пейзане заглядывают в камеру. Либо это, либо долгий крупный план ослиного члена.

    Дону Румате трудно! Никто не хочет сморкаться в белую тряпицу. Никто не хочет мыться в его купальных бочках. Все привыкли жить в говне и страданиях. Зрителю тоже трудно, и он начинает чувствовать себя Руматой! Чувствовать невыносимую омерзительность происходящего при полной неспособности что-либо изменить. К сожалению, это единственный художественный прием фильма, которым пытаются воздействовать на зрителя.

    Если проводить какие-то аналогии, то германовская вариация «Трудно быть богом» больше всего напоминает творчество Артура Аристакисяна («Ладони», «Место на Земле»), но тот, снимая нищих, больных и убогих, всё же рассказывал их истории. Здесь же нет историй — Румата живет себе и мучается как добросовестный прогрессор и даже «Порублю как собак!» не кричит. Бог следует правилам и ничего не делает, поэтому в фильме ничего и не происходит.

    Создается впечатление, что Герман очень увлекся идеей чрезвычайно натуралистичного, в мельчайших физиологических подробностях, арканарского средневековья, которая, как черная дыра, засосала в себя весь фильм. Идея хороша, и было бы замечательно, если бы в таком ключе была сделана одна из частей фильма, минут на 20-30. Но три часа и ничего кроме — это перебор. И погрязший в суете инопланетный бог — скучен. Поэтому, даже несмотря на стремление автора привнести в ставший классическим сюжет что-то свое, приходится признать, что вместо фильма получился ослиный член.

    3 марта 2014 | 02:07

    Кровь. Грязь. Мерзость. Это первое, что бросается в глаза. Впечатление. Автор хочет зрителя в этом утопить? Нет. Он ведёт его сквозь это. Медленно, аккуратно. Как по узкой тропочке меж бездонных болот. Только надо быть очень внимательным, следя за постоянно теряющейся в тумане спиной проводника. Это трудно.

    Как оказывается, большинство с этой задачей не справляются. Оступаются, срываются в эту мешанину крови, грязи и мерзости. Она застилает им глаза, они барахтаются и теряются в пространстве.

    А действие, меж тем, разворачивается. Неспешно, но неумолимо.

    Румату доканала мерзость происходящего? Чёрта с два. Он слился с этой планетой. Он не хочет уезжать. Его устраивает быть божеством серости.

    Это зрителя за 2,5 часа доканала мерзость. Он хочет, чтобы всё это скорее закончилось. И Румата решает эту проблему. Да только способом, к которому он привык на Арканаре. И оказывается, что легче не становится ни чуть. Люди уходят, а раскиданные грязь, кишки и уродства так и остаются. Да ещё белое опустошение, неизбежное для сломленного человека.

    Наглядный эксперимент по оскотиневанию человека за 3 часа. Напряжение, которое невозможно выдержать без перекура. Хотя по-моему, изобразительные средства кино позволяют быть более доходчивым для зрителя. Но это, наверное, тоже трудно.

    9 из 10

    11 марта 2014 | 07:52

    «Мы построим мир так: всяк будет потлив и везде будет грязь. Фильм должен быть не театром, а передавать жизнь во всей её мерзкой многообразности.»

    Такова, примерно, эстетика Германа, поэтому не стоит удивляться, что основную роль играет массовка, типажам которой позавидовал бы создатель орков Питер Джексон. Земляне же во главе с Руматой, напоминают полярников: на Большой земле те писали диссертации и были светилами, здесь же не побрезгуют сношаться с рыбиной, при отсутствии туземок, а также зная повадки местных «медведей»,не боятся выйти на тех с дубиной, почти не получив царапин.

    Что и говорить, к копрофильской эстетике широкий зритель не привык, синефила же этим не удивишь со времён «Сладкого фильма», остаётся вопрос для кого снимал фильм Герман? Скорей всего для себя.

    Не смотря на всё вышесказанное в фильме кое-где встречаются мысли, и о чудо… комментарий диктора! Правда такой же бесполезный в своих потугах пояснить происходящее, как и «миссионерская деятельность» Руматы, в конце превратившегося в некую помесь Пугачёва и Малюты Скуратова.

    4 из 10

    18 мая 2014 | 04:36

    Согласно научным исследованиям, проводившимся в 20 веке, гении обладают преимуществами над другими по психическим и физическим особенностям. По другим особенностям таких людей можно отнести к разряду нездоровых. Гении бывают скороспелые и долго созревающие. И те и другие плохо приспосабливаются к жизненным реалиям. Гений не может изменяться с течением временем, он либо есть или его нет. Распознать гения можно в раннем детстве. Их очень мало и рождаются они зачастую в неблагополучных семьях. Разобравшись в творчестве режиссера Алексея Германа-старшего можно сделать заключение, что этот человек ярковыраженная личность, несомненно. Об остальном я напишу ниже.

    «Трудно быть Богом» снимался во время новой, свободной России. Теперь не было совковой цензуры и все барьеры, о которых говорил режиссер, были сняты. Его отец — писатель Юрий Герман говорил: «Можно презирать ордена, но лучше их презирать, уже имея». Науку отца режиссер изучил. С 1998 года режиссер вел свою собственную авторскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Наступили времена, когда все двери открыты. Он мог спокойно попросить денег у президента Б. Н. Ельцина и снять фильм «Хрусталев, машину!». «Трудно быть Богом» должен был выйти во время перестройки, но тогда режиссер отказался, объясняя это отсутствием необходимости в иносказаниях. В то время хватало фильмов обличающих власть и массовый террор. Вот здесь стоит задуматься, имеет ли право подобное гениальное творение на существование в условиях обостренной социальной несправедливости? Казалось бы должно иметь, ведь о том и произведение Стругацких! Но нет, лучший момент для премьеры это тот, когда иносказания будут востребованы! Вот такая нацеленность на результат с одной стороны завораживает, а с другой отторгает. Ведь какое это творение автора, когда картина зависит от настроений в обществе? Отторгает и то, что, несмотря на произошедшее изменение сознания людей в 90-е, режиссер продолжает противопоставлять государство и интеллигенцию: серые уходят — черные приходят, а книгочеи с Руматой страдают. Народ, по мнению режиссера, это безликая масса, способная только испражняться и харкать. Это объединяет все картины, это есть и в «Трудно быть Богом». В конце концов расплачивается за все грехи безликая масса, интеллигенция только разводит руками. Мы видим это в конце картины, когда Дон Ярмольник от усталости сокрушается на своих коллег. При всем при этом он ведет себя как настоящий баловень судьбы: ему целуют пятки, у него много рабов, его слушают влиятельные мужи. Сделать чего-либо и повлиять на происходящее он не в силах. Все что его занимает так это рассуждения о политике, о притесняемых книгочеях и музыка. Герой теряет контроль над собой только тогда, когда теряет близких ему людей. Хотя по-настоящему ли близких? Вместо того чтобы быть истинным Богом и оборвать связь с людьми, герой делает вывод что виновата всякая власть. Если все идет как идет, то перспектив у человечества нет.

    По иронии судьбы актер Ярмольник заявил: «Я играл не Дона Румата, не Путина, а самого Германа».

    В самом деле, перед нами автобиография известного режиссера, интеллигента-шестидесятника. Всю свою жизнь он боролся с тоталитарным режимом, не любил власть, не любил привилегированных, хотя сам являлся таковым. Он считал себя непохожим на всех, исключением. Его фильм это не попытка заглянуть в человечество, это отображение внутренних противоречий режиссера с окружающей действительностью. И когда человек противопоставляет себя окружающим его людям, он обрекает себя на гибель, это путь к самоуничтожению.

    Проводить параллели с майданом, болотной бесполезно, потому что Герман не воссоздал, а создал мир со своими законами. Эти законы к реалиям жизни, даже средневековья, никакого отношения не имеют. Об этом много рассуждал режиссер на съемках и даже приводил в пример Бергмана с его картиной «Седьмая печать». Извините меня, тогда почему «Трудно быть Богом» оказался хуже дешевого порно, где нет даже внятных диалогов? Неужели у нас стало так много глупых людей, что никто не может разобраться в творчестве Германа? На мой взгляд, если посмотреть на оценки к фильмам Бергмана, у нас не все так плохо. Люди нынче более разборчивее, чем мог себе представить режиссер. В этом смысле ничего гениального в «Трудно быть Богом» нет, вся технология съемки стара как мир. И дело тут не в мелочах, это не первая и не последняя картина, снятая кадрами не менее 70-100 в духе документального кино с крупными бергмановскими планами. К чему эти разделения картинки и звука? Зачем надо было при озвучивании отворачиваться от экрана и слушать актеров? Потом Герман переживал из-за того что записанная речь не совпадала с картинкой, т. е. герой разговаривал с закрытым ртом. На все это уходило годы! Собаку со стрелой снимали год, хотя компьютерщики могли за пару дней нарисовать. Или убийство Киры, которое снимали 5 месяцев! А самое главное это выдуманный мир с непонятным бытом. Если в «Хрусталев, машину!» быт понимал только житель совка, то в Европе его уже никто не понимал. Именно по этой причине Скорсезе ушел с просмотра фильма. Так же и с «Трудно быть Богом»: нет диалога и трудно зацепиться за происходящую действительность! Говоря о мелочах можно с удивлением вспомнить о кольчуге, которая почему-то свисает на лице конника или то, как садился Дон Ярмольник на коня в облачении доспеха весом в 30 кг. Такие вещи проясняются в интервью актера, где он рассуждает о странностях режиссерского выбора: «Раз уж Дон Румата с Земли, то он как любитель ковбойских фильмов должен садиться сам в седло, без помощи». Интересно, не правда ли? Почему-то, после просмотра, нас все равно убеждают, что в фильме важны мелочи. Хотя как раз они и отталкивают.

    На мой взгляд, характер съемок и сам фильм, это диагноз режиссеру. Может быть он гений, но в какой-то другой области, уж точно не в режиссуре! В режиссуре он выдавал чужое за свое и это мнение тех, кто долгое время работал совместно с Германом-старшим. Такого мнение и самого режиссера. С этим солидарны и профессионалы.

    Повторюсь, Герман — это, несомненно, ярковыраженная личность, обладающая мощным характером. Таких людей не найти в российском шоубизнесе! С таким напором можно было решать задачи за любые деньги на киносъемочной площадке. Да, качество проведения съемок было хуже, но технологии нарушаются у нас в стране повсеместно. Увы, трудолюбие и самоотдача режиссера еще не всё. Я знал, что в идеологическом плане картина провалится, но надеялся, что она выкарабкается на пресловутых мелочах, каковы были в «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин». Не получилось, потому что отсутствуют банальные причинно следственные связи в головах творческой интеллигенции. Это называется «приехали».

    12 марта 2014 | 21:21

    Это не рецензия, скорее просто желание осмыслить (хм, неумелое оправдание желанию освободиться от дурноты). «Трудно быть богом» как «Герника» Пикассо. Вызывает нечто сильное и трудно выразимое словами, хотя смотришь и не понимаешь — что это!? Только на полотне боль и ужас, а фильм (слово то какое неподходящие) вызывает тоску, безысходность, омерзение. Повторюсь, описать сложно. Но это эмоции…

    А если разобраться:

    Актерская работа великолепна. Стряхнули лоск, прежние амплуа и вытащили нутро на белый свет. Работу Ярмольника можно смело назвать самой лучшей в его карьере. Операторская работа гениальна. От кадра, где Румата с совой на плече стоит в распахнутых воротах узницы у меня перехватило дыханье. Работа декораторов, гримеров, осветителей, звукорежиссеров и группы в целом на недосягаемой высоте. Создан визуальный и звуковой ряд настолько целостный, что погружаешься в него без остатка.

    Но понимаешь, что съемочная группа лишь инструмент, а виртуозно играющий на нем музыкант, он же композитор — Герман. Только получилась у него в итоге гениальная какофония, завораживающая, не отпускающая, вызывающая дурноту, погружающая в ад. Это не Стругацкие, это от начала до конца Герман, безжалостно вспарывающий зрительское нутро. Кто-то уже сказал здесь — это не «кино», это «искусство». Согласна! Только добавлю — искусство откровенное, сложное и пугающее.

    Смотреть или нет — каждый решает сам. Советы на мой взгляд не уместны.

    Оценки нет и не может быть.

    6 марта 2014 | 02:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    В Сочи завершился фестиваль российского кино «Кинотавр», проходивший в 25-й раз. Если год назад триумфатором стал «Географ глобус пропил», то в этом году жюри под руководством Андрея Звягинцева отдало свои симпатии «Испытанию» Александра Котта — бессловесной истории любви на фоне испытания первой водородной бомбы. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Работы Алексея Германа, так же как и фильмы Тарковского, — это особое кино, которое требует от зрителя особых нервных затрат, внимания, опыта, искушенности, знаний, если хотите. Если говорить кулинарным языком, то «Трудно быть Богом» — это изысканнейший деликатес. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Смерть актера во время съемок, отсутствие денег, судебные тяжбы, война, бракованные объективы, неуемный перфекционизм режиссера — все это не раз приводило к тому, что фильмы шли к зрителю десятилетиями. К выходу в прокат «Трудно быть Богом» КиноПоиск вспоминает самые интересные случаи. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Ещё немного об итогах российского уик-энда. Мистер Пибоди готовится дать бой древним грекам и персам. (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители1 301 421909 248
    Деньги315 472 529 руб.214 609 767
    Цена билета242,41 руб.2,63
    04.09 — 07.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.Гран ТориноGran Torino8.354
    71.Летят журавли8.352
    72.БалтоBalto8.351
    73.ИзгойCast Away8.348
    74.Москва слезам не верит8.344
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.АллигентAllegiant: Part 194.00%
    17.СтрингерNightcrawler93.93%
    18.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.87%
    19.Черная мессаBlack Mass93.77%
    20.ЯростьFury93.67%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Жизнь прекраснаLa Vita è bella231
    Небо ТибетаPhurbu & Tenzin1
    ХичкокHitchcock73
    МеталлисткаMálmhaus6
    Корпоратив1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.179
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars8.077
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.357
    Пряности и страстиThe Hundred-Foot Journey7.838
    Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil6.402
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры