всё о любом фильме:

Трудно быть Богом

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Герман
сценарийАлексей Герман, Светлана Кармалита, Аркадий Стругацкий, ...
продюсерРушан Насибулин, Виктор Извеков
операторВладимир Ильин, Юрий Клименко
композиторВиктор Лебедев
художникСергей Коковкин
монтажМария Амосова
жанр фантастика, драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  182.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время177 мин. / 02:57
Смотрите в кино:
2 сеанса в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
На планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее, не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (719)
ожидание: 88% (6688)
Рейтинг кинокритиков
в России
85%
47 + 8 = 55
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • По сценарию название картины должно было быть «Что сказал табачник с Табачной улицы». К весне 2008 году Алексей Герман завершил монтаж фильма и хотел назвать её «Резня в Арканаре» или «Хроника Арканарской резни». В августе 2011 режиссер заявил, что фильм находится на стадии озвучки и окончательный вариант названия будет такой же, как у повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
    • 21 февраля 2013 года Алексей Герман скончался, так и не успев закончить фильм. Завершали работу над картиной его сын, Алексей Герман мл., и Светлана Кармалита.
    • Натурные съемки начались весной 2000 года в Чехии. В окрестностях замка Точник был построен Арканар. Павильонные съемки проходили в Санкт-Петербурге.
    • Режиссер решил снимать «Трудно быть богом» еще в 1968 году, через 4 года после выхода книги. Вместе с Борисом Стругацким они написали первый вариант сценария. В августе Герман получил разрешение на съёмки, но вскоре началась операция «Дунай» — вторжение в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора, поэтому режиссеру не разрешили снимать фильм. Производство картины затянулось по причине трудностей с финансированием и сложности озвучания.
    • Съемки начались в 2000 году и закончились в 2006 году. С тех пор, Алексей Герман работал в основном над звуком. К сожалению, он умер в феврале 2013 года, не успев доработать звуковую составляющую.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4830 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм определенно не для неподготовленного зрителя. И чтобы приступить к его просмотру и получить от этого эстетическое удовольствие, нужно как минимум ознакомиться с самой книгой. Поскольку те, для кого «Трудно быть богом» — всего лишь один из фильмов, которые предлагают к просмотру в кинотеатре, могут увидеть там лишь много грязи, дерьма и никакого смысла, и не оценят по достоинству всей пронзительной реалистичности мысли режиссёра.

    Однако, для тех, кто читал Сругацких, будет интересным сравнить экранизацию со своими представлениями о персонажах и Арканаре в целом. Лично для меня немецкая версия Петера Фляйшмана оказалась ближе к тому, что я видела во время прочтения книги, хотя и суховата. Слегка не хватило жизненности. Алексею Герману же удалось передать не только чувства, эмоции персонажей, атмосферу, но даже, как мне кажется, и запахи. Стоит также отметить, что решение сделать фильм черно-белым достаточно грамотно. Тем самым режиссер предлагает зрителю подключить свое воображение, еще больше проникаясь сюжетом. В общем получилось ничуть не хуже и заслуживает не меньшего внимания.

    Несмотря на всё это, во время просмотра в голове не происходит того пресловутого сравнения книги и фильма на ее основе. Воспринимается как отдельная самостоятельная работа.

    Впечатления после просмотра неоднозначны. Сразу становится понятно, что не каждый сможет принять для себя подобный формат. Скажу прямо — версия Арканара глазами Германа — мерзотна, и чтобы досмотреть фильм до конца мне пришлось раза три делать перерывы между просмотрами из-за подкатывающей тошноты. Но! Фильм мне определенно понравился, и смотрела я с интересом. Считаю его достойным для неоднократного просмотра, но под определенный настрой. Именно так.

    7 из 10

    1 июня 2014 | 15:09

    Это не Земля, это другая планета

    Посмотрел вчера в кинотеатре данный фильм. Сразу оговорюсь, что к творчеству А. Ю. Германа отношусь положительно, но «Трудно быть богом» очень сильно разочаровал. Многие критики и простые зрители после просмотра упоминают, что это собственный мир Германа, и я с ними полностью согласен. Из первоисточника взяты лишь небольшие фрагменты и куски, имена героев. События в фильме лишь отдаленно напоминают события в книге. Думаю, что Стругацкие с трудом представляли такой мир и такую жизнь и взаимоотношения в нем.

    Отдельно хочется сказать об актерах. К сожалению (увы, и ах) выделить кого-либо кроме Ярмольника сложно. Многие актеры просто не подходят для своих ролей.

    Одним словом, полное разочарование от фильма, ждали конфетку, а получили сами понимаете. Смысл рассказа полностью утрачен и это один из неприятных минусов. Еще одним минусом является, то поток грязи, дерьма и непристойностей, который льется на зрителя с экрана. Считаю, что это недостойно мастера, коим являлся А. Ю. Герман.

    Подводя итог, хочется сказать, что снимать фильмы по Стругацким вовсе не так сложно, как многие говорят. Вспомним хотя бы «Обитаемый остров». Фильм был досконально снят по книге без малейших изменений и получился весьма отличный на мой взгляд. Так, что будем ждать новой экранизации ТББ в будущем.

    2 марта 2014 | 09:08

    «… Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». (Евангелие от Матфея, гл.13, ст.57)

    Перед римской премьерой фильма было зачитано эссе живого классика современной европейской литературы Умберто Эко, заканчивающееся пожеланием:«…Приятного вам путешествия в Ад». И действительно, последний фильм Мастера, это дорога в Ад, по которой нас провел покойный Алексей Юрьевич Герман, окончательно обессмертив свое имя этим шедевром, который несомненно войдет в золотой фонд мирового кинематографа.

    Осмелюсь высказать субъективное мнение, что наиболее полно воспримет фильм тот зритель, который НЕ ЧИТАЛ роман Стругацких. Читавшие же, будут неосознанно сравнивать увиденное на экране с прочитанным в книге. А вместе с тем, это два совершенно разных гениальных произведения и общая у них, по сути дела, только ИДЕЯ!!! Это если не считать место действия, действующих лиц и канву произведения. И опять же, чисто субъективно, но в фильме ИДЕЯ озвучена более полно и более трагично чем в романе. Ну вот… и я уже невольно начинаю сравнивать роман и фильм.

    Во многих рецензиях откровенно удивило неприятие натурализма фильма… Милейшие, а КАК вы представляли себе АД Арканара? КАКИМ образом можно было донести до зрителя основную мысль (не идею!!!) фильма: отчего это так «Трудно быть богом»? Ведь за доном Руматой стоит вся мощь планеты Земля… он живой Бог на этой несчастной планете… с чего это он вдруг устроил «Арканарскую резню», грубо вмешавшись в естественное развитие арканарского общества, что строжайше запрещалось Прогрессорам? А он, оказывается, просто-напросто цивилизованный ЧЕЛОВЕК, оказавшийся в безнадежно отсталом социуме, существующем среди грязи, крови и дерьма. Но ведь и зритель тоже ЗЕМЛЯНИН. И то, что видит Румата, должен увидеть и он… И вместе с Руматой зритель должен пройти этот Ад, чтобы понять, насколько тяжела миссия ЧЕЛОВЕКА, которому вполне по силам уничтожить эту планету, но он бессилен изменить естественный ход истории, не нарушив свободы воли арканарского общества. Поэтому-то так и тяжела миссия Бога! Поэтому-то так и натуралистичен видеоряд фильма!

    Теперь об идее фильма… Она предельна проста и понятна: если общество смирилось с «серыми», то на смену «серым» обязательно придут «черные». И если у серых от музыки просто «…болит живот» и они еще мирятся с ней, то у черных она будет вызывать бешенство и они будут за нее убивать, как серые уже убивают своих ученых. И если в обществе «серых» еще есть такое «излишество» как белые розы, то в обществе «черных» этих роз уже не будет. И своим фильмом Алексей Юрьевич протестует и предостерегает уже против примитивизма современного общества! Да, да… ведь мы уже прекрасно обходимся без стихов Цветаевой, Пастернака и Гумилева… «Лунную сонату» нам вполне заменяет блатной «русский шансон»… зашкаливают рейтинги у «Дома-2» и у примитивных «ужастиков»… на шоу Малахова и ему подобных, выплескиваются на зрителя ушаты вонючих помоев, а участники обильно мажут себя и оппонентов дерьмом… бесполые существа шумно обижаются, что им не дают публично продемонстрировать свои наклонности… украинские «серые» сжигают своих оппонентов с молчаливого одобрения местного дона Рэбы и уже огромная часть современного общества, с долларовым блеском в глазах, готова на любое преступление ради мгновенного обогащения при условии, что «их не поймают»! Так не кажется ли вам, что мы вплотную приблизились к Аду Арканара? И это, кстати, происходит не только в России.

    И если сейчас в нашем обществе еще есть «белые розы», то завтра их уже может и не быть-они станут не нужны! И никакой «дон Румата» нас не спасет, как не спас он Арканар, превратившись из Бога в обыкновенного изгоя. В нем еще тлеет огонь борьбы и есть надежда, что грязь и кровь осени Арканара сменит белоснежный покров зимнего пейзажа… Но это уже зависит от самих арканарцев!

    Безусловный шедевр.

    10 из 10

    15 мая 2014 | 14:52

    Это не рецензия, скорее просто желание осмыслить (хм, неумелое оправдание желанию освободиться от дурноты). «Трудно быть богом» как «Герника» Пикассо. Вызывает нечто сильное и трудно выразимое словами, хотя смотришь и не понимаешь — что это!? Только на полотне боль и ужас, а фильм (слово то какое неподходящие) вызывает тоску, безысходность, омерзение. Повторюсь, описать сложно. Но это эмоции…

    А если разобраться:

    Актерская работа великолепна. Стряхнули лоск, прежние амплуа и вытащили нутро на белый свет. Работу Ярмольника можно смело назвать самой лучшей в его карьере. Операторская работа гениальна. От кадра, где Румата с совой на плече стоит в распахнутых воротах узницы у меня перехватило дыханье. Работа декораторов, гримеров, осветителей, звукорежиссеров и группы в целом на недосягаемой высоте. Создан визуальный и звуковой ряд настолько целостный, что погружаешься в него без остатка.

    Но понимаешь, что съемочная группа лишь инструмент, а виртуозно играющий на нем музыкант, он же композитор — Герман. Только получилась у него в итоге гениальная какофония, завораживающая, не отпускающая, вызывающая дурноту, погружающая в ад. Это не Стругацкие, это от начала до конца Герман, безжалостно вспарывающий зрительское нутро. Кто-то уже сказал здесь — это не «кино», это «искусство». Согласна! Только добавлю — искусство откровенное, сложное и пугающее.

    Смотреть или нет — каждый решает сам. Советы на мой взгляд не уместны.

    Оценки нет и не может быть.

    6 марта 2014 | 02:15

    Фильм открывается просторным пейзажем — картиной населенного, дышащего, незнакомого и смутно родного мира. «Это не Земля. Это другая планета…» — обыденно и чуть устало звучит за кадром голос Алексея Германа. С этих первых нот проваливаешься в «Трудно быть богом» с головой и веришь ему уже до конца.

    Досадно за зрителей (увы, таких большинство), которые, не увидев чуда и красоты рукотворного мира, поморщились и запомнили в нем только одну грязь. Казалось бы, все слышали о жуткой антисанитарии средневековых городов — эпидемиях, пропалывавших Европу, нечистотах, выливаемых из окон прямо на улицу… Нет, не работает.

    «Они спустились к свалке и, зажимая носы, пошли шагать через кучи отбросов, трупы собак и зловонные лужи, кишащие белыми червями. В утреннем воздухе стоял непрерывный гул мириад изумрудных мух»

    Это цитата из повести Стругацких «Трудно быть богом» — первоисточника, в отступлении от которого так часто упрекают Германа. Все отсюда, включая трупы собак. Даже выражаясь фигурально, земляне у Стругацких постоянно поминают грязь: «Если бог берется чистить нужник, пусть не думает, что у него будут чистые пальцы…»

    Каких декораций требуют от фильма? Какого мира?

    Количество насилия в фильме действительно зашкаливает, есть сцены с вываливающимися внутренностями, но это почти не трогает. Ничего подобного сцене с изнасилованием генерала в фильме «Хрусталев, машину!» — по натурализму и по безысходному ужасу — вы здесь не увидите.

    Умберто Эко ошибся, пожелав зрителю в своей рецензии на фильм «приятного путешествия в ад». Нет, это не ад. В аду есть черти и мучимые, здесь эта граница незаметна. Если вам кажется, что в фильме царят лишь жестокость с пороком и вместо лиц одни рожи, значит, ваши глаза просто не привыкли к темноте. Постарайтесь не отстраняться от арканарцев с отвращением, внимательно присмотритесь к ним и вы увидите, что почти все они — люди.

    Книгу Стругацких перед просмотром читать не просто желательно — необходимо! Без нее зритель неминуемо заблудится в германовском Арканаре. С повестью нужно познакомиться хотя бы для того, чтобы отличать отца Кабани от короля (это непросто!), понимать откуда взялась фраза «таков наш примар», смеяться, когда в грубой речи арканарских детей вдруг возникают вепрь Ы и птица Сиу.

    Однако у большинства поклонников книги картина Германа вызывает предсказуемое резкое отторжение. Причина такого разочарования — в обманутых ожиданиях. Зритель ошибочно считает, что любой фильм, поставленный по книге (тем более культовой!), является ее экранизацией — то есть изначально вторичным произведением, главное достоинство которого — близость к первоисточнику.

    У фильма Германа есть могучий адвокат в лице Бориса Стругацкого, к сожалению, так и не дождавшегося премьеры. Претензии к картине оформились задолго до ее выхода на экран, и Борис Натанович, отвечая возмущенным поклонникам, требовавшим «запретить эту мерзость», много раз дал понять: «похожести» и «соответствия книге» он от фильма не ждал и не хотел.

    В своем последнем фильме Герман решил задачу качественно иного уровня сложности, чем в своих предыдущих работах, — перестал рассказывать о знакомых нам эпохах, создал чужой мир и, ничего не объясняя, закинул нас в него так же безжалостно, как в сталинские коммуналки «Хрусталева». В «Хрусталеве» зыбкой путеводной нитью могло быть только знание эпохи — практическое, у тех, кто ее застал, и теоретическое у тех, кто получал его из книг и воспоминаний старших.

    При просмотре ленты «Трудно быть богом» может помочь только знание сюжета Стругацких и крупицы закадрового текста. Мы таскаемся за Руматой, как маленький ребенок за матерью по незнакомым переулкам: мало что понятно, немного страшно, и остается только глазеть по сторонам. Все это придает фильму осязаемый эффект дополнительного измерения.

    Ощущение несомненной реальности достигается не только подробнейшей выделкой отчасти восстановленного, отчасти придуманного Германом «Средневековья», но и отказом от киноязыка, когда в фокусе оказывается то, что имеет значение для сюжета. В традиционной киноистории герои делятся на главных, второстепенных и массовку, звуковая дорожка — на основные диалоги и всегда менее интенсивный фон. В жизни такого разделения нет, а фильм Германа непосредственно описывает реальность, достигая эффекта небывалой правды и усложняя задачу восприятия непривычному к такой подаче зрителю.

    Думается, фильм сознательно сбалансирован так, чтобы даже его целевая аудитория почувствовала к концу не подъем и удовлетворение, а растерянность от столкновения с чем-то большим и непознанным.

    Последний фильм Алексея Германа не история с моралью, не зашифрованное послание и не результат перевода с языка книги на язык кинопленки. Как и в любом истинном произведении искусства, главное в нем — то, что во всех смыслах остается за кадром, то, что чувствуется, но до конца не формулируется. Ощущение важности полученного опыта.

    Путешествие не прошло впустую. Ты не знаешь, что с этим делать, но понимаешь, что тебе это нужно.

    10 из 10

    21 августа 2014 | 23:39

    Я не поклонник Германа Старшего, но должное ему могу отдать. Попытавшись посмотреть его предыдущее творение я понял, что это интересно лишь с технической точки зрения. Сюжет мне оказался не очень ясен, а изучать для просмотра легендарное «Дело врачей» у меня не было времени. Ясное дело, что я смог оценить чернейшее (!) чувство юмора автора и необычную работу его оператора. Больше я для себя ничего нового не почерпнул.

    «Трудно быть богом» многие ждали долгое время, с самого начала пиар-акции на телевидении в начале нулевых. Ожидание, как уже многие до меня отметили, растянулось не на шутку. Фильм стал уже потихоньку забываться, но тут машина рекламы завертелась с новой силой. Во время новостей показывались отрывки фильма и зазвучали слова о гениальности и нестандартности сего творения и о его влиянии на весь (!) кинематограф в целом. Далее последовали сводки о тяжести восприятия ТББ зарубежными и отечественными культурными массами. В целом рекламный ход неплохой, но вернемся к обзору.

    После «Хрусталёв, машину» стиль угадывается моментально, так что разговор о «новом киноязыке» я считаю преувеличением и манипуляцией в целях продвижения фильма. Загаженный видеоряд играет на руку восприятию, какие либо зверства, я считаю, сильно преувеличены впечатлительными личностями и мы не берём это в расчёт. Операторские приёмы сложны, нестандартны, но при этом выглядят нарочито небрежно. Про массовку и так уже многие высказались до меня, так что это пропустим.

    Структура (не смысл) книги сохранена, но в первые час-полтора этого не заметно вовсе. Вторая половина смотрится с бОльшим интересом вплоть до финала.

    Сам Румата показан через призму юмора самогО Германа с его пессимистичным отношением к жизни и людям в частности. В конце ясно выражена позиция режиссёра — Румата, несмотря на тот кошмар, который его окружает, всё таки привязывается к своим рабам (таким же дуракам, как и все вокруг) и местному образу жизни настолько, что Арканар становится ему вторым домом.

    «Трудно быть богом» выражает совершенно другую позицию по вопросу, чем от него ожидали. Глобальная рекламная кампания, я считаю, абсолютно себя не оправдала, а только отпугнула большую часть зрителей от просмотра русского кино ещё на некоторое время.

    7 из 10

    5 мая 2014 | 03:31

    «Трудно быть Богом» — это настоящее средневековое мокьюментари, псевдодокументальная съемка, где все персонажи видят камеру и заигрывают с ней. Режиссер разрешает беззастенчиво заглядывать актерам в камеру, преимущественно массовке и эпизодникам, разрешает совать в кадр различные предметы, проходить по переднему плану, визуально мусорить кадр. Герои фильма играют с камерой, как с неким участником событий. И это важный момент. Подобным ходом создается дистанция к происходящему. Да, на экране будет полно грязи, дерьма, мусора, помоев, гавно по лицу актеры начнут размазывать с первых же минут истории. Но, как ни странно это не вызывает физиологического отторжения, потому что весь фильм решен в черно-бело-серой гамме. На экране серое все. Декорации, реквизит, костюмы, небо и лица. И так все 3 часа. В какой-то момент перестаешь реагировать на эту грязь, потому что все серо. Будь фильм цветным, это работало бы против него. Свежие коричневые какашки на розовом лице на фоне голубого неба, это прочувствует каждый. А когда серое на сером — это нивелирует физеологичность и ужас происходящего. Эмоционально ты отключаешься и только умом понимаешь, что творится на экране. А именно этого, мне кажется и хотел добиться Герман. Он не подключает зрителя эмоционально к истории, ты не переживаешь за главного героя Дона Румату (как можно переживать за героя, которого никто не может убить, он же Бог), но ты вместе с ним осмысляешь место и людей, среди которых он живет. Вместе с ним решаешь моральную дилемму, как ему поступить с планетой, где никак не начнется эпоха Ренессанса, а по тому все ее жители все больше и больше погружаются в грязь.

    Фильм имеет отношение к книге, примерно такое же, как «Солярис» Тарковского к книге Лема. Книга — это повод для Германа. Всего лишь, основа для фантасмагории, которую он рассказывает. Не стоит идти на фильм именно ради сюжета. Его там практически нет. Он лежит где-то там в глубине. Драматургия в истории есть, но она сильно размазана по времени фильма. Первые полтора часа вообще ничего не будет происходить и это осознанный выбор режиссера и сценариста (об этом ниже). Повторюсь, фильм не заинтересован заставлять вас эмоционально переживать за героя, доведя вас до катарсиса. Он заинтересован вас заставить прочувствовать происходящее. И после того, как вас лицом волокли 3 часа по грязи в финале вас спросят, теперь вы согласны с выбором благородного Дона Руматы или нет? И ответить на этот вопрос заранее, нельзя, пока ты не просмотришь все 3 часа. Концептуально, это гениально придумано.

    В фильме мало общих планов, но очень много длинных кадров, в которых камера постоянно мечется, переходя с крупного на средний план и обратно. По переднему плану идет своя жизнь, часто перекрывая основное действие на заднем плане. За этим интересно наблюдать, это интересно разглядывать. Труд костюмеров и реквизиторов колоссальный. Операторская работа великолепна. Внутрикадровый монтаж — одна из самых сложных техник в кино. А тут все три часа практически сплошной внутрикадровый монтаж. Не смотря на сплошную серость, кино визуально очень красивое. Его надо будет пересматривать еще и еще раз, каждый раз, открывая что-то новое в кадре и в истории. И смотреть на все это стоит именно на большом экране. Несмотря, что кино очень камерное, все эти многочисленные детали, просто потеряются на экране телевизора. Слишком много подробностей и нюансов. Мир созданный Германом, несмотря на свою примитивность и серость, очень разнообразен.

    И самое главное, что меня зацепило в фильме — это ирония. Да, многие ее там напрочь не заметят, а я видел, как она сквозит буквально во всем. В отношение Дона Руматы к жителям Арканара. И к ним нельзя относиться иначе, как не быть ироничным. Румата в блестящем исполнение Ярмольника откровенно издевается над ними, потому что больше ему нечего делать. Дон Румата все три часа осознанно троллит жителей Арканара. Всю планету целиком! И за этим интересно наблюдать, хоть, делает он это однообразно. И в этом, одно из главных высказываний Германа — если мы не можем и не хотим меняться, но Бог любит нас, он жалеет нас, то все что ему остается — это иронизировать над нами. Отношение актеров с камерой тоже полно иронии, все эти подмигивания в кадр, игра с предметами на переднем плане, это все задает рамку, через которое надо смотреть на происходящее.

    Как ни странно, но чем дольше идет фильм, тем легче его смотреть. Как только ты находишь консенсус с киноязыком Германа, с его видением истории, понимаешь ее концептуально и эстетически, то становится легко. Фильм перестает грузить физиологическими подробностями, хотя они никуда не деваются. Ты их просто перестаешь замечать. Прорваться к этому тяжело. Многие не согласятся ждать такого эстетическо-интеллектуального катарсиса и уйдут с сеанса. И, наверное, будут правы. Кино это для подготовленного зрителя, готового себя затрачивать, а не просто наслаждаться. Но, как только ты уравниваешься с фильмом, то уже не важно сколько он идет 3 часа, 5 часов, 24 часа. Это Брейгелевскую фантасмагорию можно наблюдать вечно. Ты уже также отстранился от нее и создал дистанцию к происходящему. И никакие кишки, которые поваляться из разрезанных животов в финале фильма не способны вызвать отторжения. Ты всего лишь сторонний наблюдатель. Ты камера, которая фиксирует происходящее.

    Я не могу никому сказать, стоит смотреть этот фильм или нет. Про фильм и дальше будут появляться негативные отзывы. У него будет плохой сарафан среди массового зрителя. Каждый должен решить сам, готов ли он затратиться на эту историю или ему стоит остаться и дальше в своей зоне комфорта.

    По мне это очень зрелое, мудрое, ироничное, ни на что не похожее, визуально совершенное полотно. Но чтобы понять это, надо было прожить с ним 3 часа.

    В заключение, приведу слова Светланы Кармалиты, сценариста фильма, которые являются ключом к правильному пониманию истории. Она сказала, что фильм как бы распадается на две половины. Первые полтора часа в фильме ничего не происходит. Мы видим, как Дон Румата живет среди жителей Арканара. Но с героем ничего и не может происходить, потому что что делать человеку с Земли, которому запрещено убивать, вмешиваться, влиять на ход истории? Он ничего и не делает. Но первые полтора часа очень важны для понимания второй половины фильмы, когда все начинает происходить и герой начинает действовать. Чтобы осознать ужас второй части фильма надо было пройти через первую половину. Это вы поймете только, когда посмотрите фильм. И она права. Финал фильма можно понять только пройдя через 3 часа всей истории.

    5 февраля 2014 | 12:13

    Я сильно сомневаюсь, что мы когда-нибудь увидим экранизацию одного из произведений Стругацких, которую можно было бы назвать «дословной».

    Трудно Быть Богом не является экранизацией одноимённой книги. То есть, осталась основная канва, но всё, что происходит на экране вышло исключительно из головы Алексея Германа. И что же там-таки происходит? Честно, я не знаю. Серьёзно. Во время просмотра я ловил себя на мысли, что я не понимаю, куда все идут, о чем говорят, почему этот ударил того и так далее. И вот, что я понял: этот фильм существует помимо зрителя. Зритель здесь вообще не нужен. Мы как бы оказываемся посреди всего этого ужаса, но на нас не обращают внимания и все продолжают жить своей жизнью. Хотя нет, иногда кто-нибудь нет-нет, да и заметит недоумевающего зрителя, приглядится внимательно, нелепо улыбнётся да пойдёт восвояси.

    Вот как-то так. Здесь нет сюжета, нет всего того, что мы привыкли видеть в фильмах. Всё вокруг движется, живёт и умирает, гниёт, смердит, разлагается, испражняется. Это мерзко, это отвратительно, но нас сюда никто не звал. Действие разворачивается на протяжении трех часов, но фильм мог длиться и пять, и десять, и двадцать часов, да хоть всю жизнь. Тем не менее, остаётся ощущение целостности произведения. Как я и говорил, всё здесь происходит помимо нас, даже помимо главного героя.

    Герман не почти даёт никаких подсказок, ничего не объясняет, но он погружает нас в этот омут с головой, так, что мы можем достать рукой до илистого дна. Фильм монохромный и это только усиливает эффект от увиденного. Подключается фантазия и вот тут становится по-настоящему жутко. Более того, создаётся впечатление, что мы смотрим кинохронику глазами наблюдателей с Земли, которые и отправили группу ученых в этот страдающий край. Недаром первоначальное название картины было «Хроника Арканарской резни». А хроника она беспристрастна и порой жестока.

    Язык не поворачивается назвать это произведение фильмом. Потому что и фильма в широком понимании нет. Есть огромное полотно, на котором художник без прикрас изобразил свою картину; и вот как хотите, так и интерпретируйте. Я не семиотик и не медиевист как Умберто Эко. Для таких специалистов, как Эко такая картина является просто сокровищем. Тем не менее и я кое-что вынес для себя из фильма, кое-что я понял. Другое дело, понял ли я это благодаря знакомству с первоисточником или я увидел что-то непосредственно в картине.

    Я не смогу сказать понравился ли мне этот фильм. Я не знаю. Если кто-то скажет, что этот фильм ужасен, то я не стану с ним спорить. Если же кто-то скажет, что это самый лучший фильм, то я, пожалуй, не стану его поддерживать.

    Советовать никому не стану, но и отговаривать не буду. Будьте готовы увидеть массу нелицеприятных сцен. Но если соберётесь смотреть, то смотрите от начала и до конца или не смотрите вовсе. Оценок никаких поставить невозможно. Это вещь в себе. Таким фильм и был задуман, таким он и получился. That`s all folks!

    P.S. Посетила забавная мысль во время просмотра: что если бы Игра Престолов выглядела примерно так же?

    7 марта 2014 | 16:47

    Грязь. Ты почти сразу ощущаешь эту грязь кругом. Она под ногами, в воздухе, сами люди состоят из грязи и рады обмазать ею друг друга. Румато на этом фоне выглядит отличным от остальных: он постоянно пытается отмыться от грязи и зловонья и над этим все потешаются, превращаясь в гнилье. И белые розы на фоне грязи, лохмотьев, разрухи выглядят самыми настоящими, живыми и безумно прекрасными. Очень жаль, что они попали сюда, очень жаль, что Румато вынужден здесь быть.

    Этот фильм цепляет. Он бросает тебя лицом грязь, нет в дерьмо, и ты не можешь от него отмыться даже через день после сеанса. Она слишком липкая. И на контрасте с чистенькой жизнью, мыслями о прекрасном, цивилизации с чудесным карамельным капучино на вынос, картина заставляет цепенеть, глядя на жизнь героев.

    Пожалуй, единственным недостатком фильма является то, что во всей этой адской вакханалии иногда теряется сюжет. Или ты просто перестаешь за ним следить, слыша бряцанье шпор, чавкающий звук жижи и глядя на ужасающую неуютность отторгающаего мира, который не по зубам даже Румато.

    И конечно это все не про богов, это про нас.

    28 февраля 2014 | 11:15

    Я ждал этот фильм половину своей жизни. Те самые пресловутые пятнадцать лет.

    1999 год. В ряде СМИ проскакивает информация, что Алексей Герман приступает к съемкам давно запланированного фильма по повести Стругацких «Трудно быть богом». На тот момент о Германе представление я имел самое смутное, и ожидал нечто вроде экшна в духе советского синематографа.

    Посмотрев «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверка на дорогах», понял, что следует готовиться к иному фильму. Свою роль сыграли возможные названия: «Что сказал табачник с Табачной улицы», «История арканарской резни». Наконец фильм вышел на большие экраны. И сразу вызвал полемику и споры.

    Условного зрителя можно разделить на несколько категорий. Первая: зритель откровенно шел с попкорном на Русское кино, которое, как сказали по телевизору, возрождается. А попал в такие дебри видеоряда, что не усидел и, сверкая пятками, убежал домой. Данный персонаж фильм будет всячески поносить.

    Вторая: человек ждал именно то, что увидел. Трезво и хладнокровно оценивает происходящее, сдержанно кланяется. Понимает, что пятнадцать лет для такого шедевра-слишком мало. Если бы не смерть Германа, фильм бы возможно и не увидел свет.

    И наконец третьи зрители — либерального толка. Кричат что-то невразумительное о погружении в ад. Вопят — зачем это? Для чего это? Кому это надо? Как ЭТО выпустили на экраны? Дискутировать с ними бессмысленно, своей точки зрения у них нет, только комплексы и узость мышления. Нет никакого ада. Только серая грязь.

    Что касается самого фильма, то он сложен. Смотреть подобное кино — тяжело. Это не развлекательный кинематограф. Фильм воспринимается как набор отдельных кадров, полотен, панорам. Восхитительные крупные планы: на первом, как правило, висят какие-то крюки, веревки, неприятные даже на вид. Действие разворачивается на втором.

    3 марта 2014 | 17:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    аудиокнига, 195 руб.
    аудиокнига, 414 руб.
    подробнее

    Новости


    В Сочи завершился фестиваль российского кино «Кинотавр», проходивший в 25-й раз. Если год назад триумфатором стал «Географ глобус пропил», то в этом году жюри под руководством Андрея Звягинцева отдало свои симпатии «Испытанию» Александра Котта — бессловесной истории любви на фоне испытания первой водородной бомбы. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Работы Алексея Германа, так же как и фильмы Тарковского, — это особое кино, которое требует от зрителя особых нервных затрат, внимания, опыта, искушенности, знаний, если хотите. Если говорить кулинарным языком, то «Трудно быть Богом» — это изысканнейший деликатес. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Смерть актера во время съемок, отсутствие денег, судебные тяжбы, война, бракованные объективы, неуемный перфекционизм режиссера — все это не раз приводило к тому, что фильмы шли к зрителю десятилетиями. К выходу в прокат «Трудно быть Богом» КиноПоиск вспоминает самые интересные случаи. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Ещё немного об итогах российского уик-энда. Мистер Пибоди готовится дать бой древним грекам и персам. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    225.Ирония судьбы, или С легким паром!8.094
    226.ЧаплинChaplin8.094
    227.МуланMulan8.093
    228.Холодное лето пятьдесят третьего8.093
    229.Окно во дворRear Window8.092
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.НесломленныйUnbroken91.11%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.02%
    53.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 591.02%
    54.Седьмой сынSeventh Son90.98%
    55.Большие глазаBig Eyes90.91%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЯростьFury22
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep5
    СеренаSerena4
    Горько! 234
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.358
    Город героевBig Hero 68.408
    ЯростьFury7.775
    СеренаSerena6.500
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры