всё о любом фильме:

Юрьев день

год
страна
слоган-
режиссерКирилл Серебренников
сценарийЮрий Арабов
продюсерБенни Дрехсель, Наталья Мокрицкая, Мила Розанова, ...
операторОлег Лукичёв
композиторСергей Невский
художникЮрий Григорович, Ирина Гражданкина
монтажОльга Гриншпун
жанр драма, детектив
сборы в России
$73 350 сборы
зрители
Венгрия  2.4 тыс.,    Польша  1.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время120 мин. / 02:00
Ее зовут Любовь. У нее есть многое: талант, богатство, мировая слава. Еще у нее есть сын, и есть малая родина — незабытое Богом место, с которым она приезжает проститься, прежде чем покинуть страну. За несколько дней она потеряет сына, имя и все, что составляло смысл её жизни, что было сутью ее самой. Но настанет день, когда она найдет…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 2 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На Руси «Юрьев день» (церковный праздник св. Георгия) так же был датой (29 ноября), когда крепостные могли перейти от одного хозяина к другому. В фильме показывается как переход от столичной жизни к провинциальной, так и изменение жизненных ценностей и мировоззрения в целом.
    Тизер 00:37

    файл добавилLatter___Page1969

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 576 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сразу оговорюсь, что я родом из маленького городка, где долгое время жил и не редко бываю…

    В фильме меня сразу начало поражать то нелепое, а главное ложное представление об унылости Русской глубинки. Да, провинция разительно отличается от Москвы. Да, во многом не в лучшую сторону. Но! Совсем не так как показано в фильме.
    Золотое кольцо — это торговцы всякими разными сувенирами, это большое число туристов, это обязательное наличие гостиниц (к слову сказать, в Юрьеве три вполне себе приличные гостиницы). Этого не было.

    В провинциальных городах люди не проходят мимо тебя, если ты хочешь их о чем-то спросить, готов поспорить на что угодно, что в Юрьеве практически нереально отыскать человека, который не знает название местной речушки. Также уверен, что среди жителей имеется и довольно серьезная прослойка людей не пьющих, и интеллигентных, и творческих, для которых подобная подача материала должна показаться обидной.

    Кроме того, в подобных городках своих героев знают. И если б столь известная певица родилась не в самом Юрьеве, а хотя бы в Юрьевском районе — ее бы знала каждая собака. Тоже промах. Так что тема образа Русской глубинки не раскрыта, а вернее раскрыта не верно и однобоко, что еще хуже.

    Понравился образ милиционера, который не собирался шевелиться следуя инструкциям(3 суток). Если не принимать во внимание, что пропал сын известной личности — то очень реалистично и натурально, причем не для глубинки, а для России в целом.
    Понравилась сюжетная линия перелома личности героини. Понравился небольшой монолог про исчезновение людей, очень сильно. О пропаже людей в нашей стране стоит снять отдельный фильм. Игра Ксении Раппопорт понравилась.

    Но что следует из этих понравилось? Что хотели нам сказать авторы картины? Чему хотели научить? Я не понял.
    Не покидает ощущение, что режиссер работает по принципу «сниму уныло, серо, грязно. .. опять сочтут что гениально».
    Ставлю

    4 из 10

    12 апреля 2009 | 02:26

    Для меня фильм стал открытием. Я не люблю русские фильмы. В них почему-то всегда делают акцент на ужасах жизни, выписанных до малейшей детальки, а вот о «разумном, добром, вечном» всегда забывают. «Юрьев день» меня поразил с первых минут. Я увидела то, чего никак не ожидала от нашего фильма, — красоту. Зимние пейзажи, а потом густой молочный туман, в котором то появляются, то исчезают герои. Очень органично звуковое сопровождение. В фильме большую роль играет звук. Учащающийся хрип дворников по замерзшему стеклу лучше передает нарастающее нетерпение, отчаяние матери, потерявшей сына, чем длинные монологи и заламывания рук.

    В «Юрьевом дне» оживает «Вишневый сад» Чехова. Главная героиня, заслуженныя артистка РФ, великолепная известная певица, приезжает со своим сыном на малую родины проститься. Вскоре они должны ехать жить в Германию.

    Фильм Кончаловского, как и пьеса Чехова о человеческом разобщении. Один герой задает вопрос, другой говорит о своем. Каждый обитает в собственном мирке, не видя вокруг живых людей, кроме себя.

    Переломным становится момент, когда героиня попадает в палату с преступниками, больными туберкулезом. И здесь в маленькой грязной палате-клетке молодой заключенный рассказывает трагическую историю своей жизни, пронизанную духом высокого патриотизма. История начисто выдумана, но речь трогает Любу. Еще вначале фильма кассирша Таня, у которой остановилась героиня, произносит фразу, говоря о своем алкоголике-брате, жестоко ее избивающем, «как это живого человека в тюрьму сажать». Именно это понимание жизни теперь становится доступным Любе. Нет хороших и плохих людей, просто людей надо любить. Нет счастья только в себялюбии, нельзя ради собственных амбиций взять сына из родного гнезда и увезти за границу. Очень символична концовка, когда Люба поет вместе с хором. Она, обладающая великолепным голосом, пела беззвучно. Может, она чувствовала, что именно ее певческий дар дал выход эгоизму, приведшему к разрыву с сыном. Мать и сын друг друга совершенно не чувствовали, не понимали.

    Куда же пропал Андрей? Помните, каким долгим взглядом смотрел он на свою мать прежде, чем пойти в музей Багратиона, а потом исчезнуть. Он внимательно изучал ее лицо, старался его запомнить до каждой мелкой черточки. Именно тогда можно увидеть насколько он любит свою маму. Думаю, это было прощанием. Куда он поехал? Наверное, устраивать свою собственную жизнь, отдельную от амбиций заслуженной артистки РФ Любы.

    В фильме получили новое воплощение «Вишневый сад» и «Чайка»Чехова, «Воскресенье» Толстого.

    Думаю, фильм будет интересен всем без исключения, каждый найдет что-то свое, может, истолкует для себя его по-другому. Например, людям поколения 80-90 годов, вероятно, западет в душу фраза Любы «это не 200 километров, мы приехали на 20 лет назад».

    Моя оценка фильму 10 из 10

    30 сентября 2009 | 19:09

    Интересное видение мира. С самого начала почему-то Андрюша был мне понятней, чем его «положительная» мама. Непонятно, что искать в Богом забытом месте. Когда человек знает, чего хочет, ему не нужно припадать к истокам. К ним приходят, запутавшись в себе. А в таких местах как Юрьев можно не только в себе запутаться но и затеряться навеки в его трясине обыденности и беспросветности. Утрированная правда жизни о несчастливых людях. Словно в одном месте собрались все-все-все горемыки страны, для которых у небес не нашлось ни капли утешения, ни капли счастья. И любовь у них какая-то животная и недолгая, и жизнь грошовая и беспросветная, наполовину выстроенная на лжи и самообмане. Потому что как иначе выжить в месте, где единственное лекарство — самогонка, где за правду горой стоят бывшие уголовники, а женщины выкрашиваются в одну лишь краску, пытаясь стать одинаковыми, а значит и безликими.

    Люди как животные — все понимают, но не могут ничего сделать, делают все, наплевав на сострадание и чужую душу.

    И великая артистка, которая возможно втайне обожала сама себя за «русскость» и нарочито вежливую речь с простым людом (смотрите кто мы и какие доступные да ласковые), теряет свой дар — свой голос, становясь всего лишь женщиной. А это порой бывает страшно и тяжело. Пучина Юрьева проглотила еще одного человека, оставив вместо него лишь оболочку для горя и слез. Потому что чудеса случаются лишь с теми, кто в них верит, ведь воздух на самом деле везде одинаковый. Разное лишь отношение к местам.

    22 ноября 2008 | 21:15

    Дааа… Фильм весьма неоднозначный. Тягостный очень и правдивый конечно, но в своей правдивости перешедший черту, за которой правда жизни намеренно утрируется, становясь гротеском.

    Лично мне очень хорошо известно, что такое провинция. Да, это убогие, годами не ремонтированные автостанции, это самогон вместо водки, и как следствие — совершенно немыслимое, безобразное пьянство с неизменной бытовухой (помнится, когда я работала в милиции, был случай, что человека убили совком по голове в пьяной драке), это вопиющая безвкусица в одежде, это рынки, где тебе впаривают китайские дермантиновые туфли, божась, что это итальянская обувь, это запущенные квартиры и дома с пожелтевшей клеёнкой на кухонных столах, это прежде времени огрузжие женщины и их дети, одетые в, опять же, китайскую синтетику диких расцветок, это неотапливаемые больницы и календарь с Пугачёвой за 89-й год над столиком дежурной медсестры, это мужчины, которых нет, потому что они на стройках в Москве и это стаи шелудивых собак, которых, б.., некому убивать, но и кормить их нечем — это ЗАДНИЦА, одним словом. По крайней мере, я перечислила все милые признаки одного до боли знакомого мне городка на момент конца 90-х.

    Да, я в этой заднице была. Но. Есть масса «но» к изображению провинции в этой, безусловно, незаурядной картине. Мне кажется, её создатели отполировали образ городка именно в его убогости. То есть, если периферия, значит, все ходят в пальто конца 70-х, в войлочных сапогах и шапках-петушках а ля «Олимпиада-80». Это явный перегиб. Да, одеваются безвкусно и аляповато (подобно Гале Соколовой из кончаловского «Глянца»), но не так топорно-бедно. Да, покупают шмотки, на которые даже у животных аллергия, но всё равно, это не замороженные 80-е. Даже в самой конченной, безнадёжной провинции женщины остаются женщинами и пытаются шагать в ногу со временем. Пусть даже и руководствуясь представлениями об эстетике, привитыми «прекрасной няней» (то, о чём в Европе говорят: «так одеваются либо русские женщины, либо итальянские проститутки»). Пусть это красные лакированные ботфорты, чулки в сетку и мини-юбка (всё, разумеется, родом из «Чайны») на 14-летних акселератках, а на их матерях той же выделки платья с блёстками на телесах 56-го размера, но это всё же — извечное стремление женщины «не отставать»… А они тут малюют, что провинциалки сплошь застыли в каком-нибудь 1981-м.

    Самой забавно, что я так много времени выделила описанию этой оплошности — кажется и здесь во мне говорит реконструктор и я увязла в деталях, вместо того, чтобы описать впечатления от сюжета.

    Итак… Налицо: вынужденный дауншифтинг. Уже все знают почему топ-менеджеры успешных компаний бегут в тайгу или, оставаясь в мегаполисе идут в дворники. Это намеренное и осознанное желание вкусить физического труда, который, как известно облагораживает. А также поработать на благо людей, а не прибыли ради. В Юрьевом же дне героиня узнаёт по чём фунт лиха далеко не по своей воле.

    Ехала себе дама, успешная и богатая, на историческую родину, откланяться земле её родившей, и благополучно отбыть в объятья венской сцены, худого не чаяла. Взяла с собой дорогое чадо, дабы космополитичный юноша свою русскость шкурой ощутил… И ощутил-таки, да так, что исчез вовсе. Далее ничего рассказывать не буду, дабы не испортить интриги. А фильм этот посмотреть действительно рекомендую.

    В конце концов она растворяется в этой простой, даже неказистой реальности, забыв свою суть, словно её и не было, и воскресив к жизни иную версию себя самоё. Да, как в той сказке: налево пойдёшь — коня потеряешь… Кстати, аналогия эта была вложена в уста пропавшему. Невольно ловлю себя на мысли, что русский человек всегда, всю свою жизнь стоит перед выбором. Такова уж наша природа.

    И героиня свой выбор сделала. Прошлое, и надо сказать блестящее, осталось не только позади — оно стало прошлой жизнью…

    Хотя в целом, ситуация диковатая. Никогда не поверю, что на всю Москву у неё не оказалось ни одного друга или, по крайней мере, давнего знакомого, который вытянул бы её из этой дыры, пожелай она этого — просто так или в долг, не важно. Было бы её желание вернуться к былой жизни. Видно, такого желания по-настоящему не возникло.

    Странно, что для испытания провинциальным дном сценаристы выбрали не бизнес-вумен или пресловутого топ-менеджера, не звезду шоу-бизнеса или свежеиспечённую домохозяйку олигарха (какую-нибудь «Мисс Самара» или «Ростов-на-Дону») — одним словом, не человека, душа которого нуждается в очищении от скверны потребления, а оперную певицу, которая и в фильме-то исполняет очень глубокие по смыслу партии, то есть, выбор пал на человека и в достатке своём духовного и чистого. Вот этому решению я недоумеваю.

    Ещё много различных сомнительных моментов я вспоминаю сейчас, анализируя увиденное, но не хочу сейчас о них, — скажу одно: фильм произвёл на меня большое впечатление и, повторюсь, я однозначно его рекомендую к просмотру.

    9 из 10

    6 августа 2012 | 22:37

    Для меня «Юрьев день» стал откровением. Прежде всего это очень религиозное кино. О том, как человек может прийти к Богу, совершенно неожиданным и странным образом, к тому же абсолютно не стремясь к этому.

    Пропажа сына Андрея — в фильме это в общем-то просто повод, толчок к духовному перерождению Любы. Можно даже усомниться «а был ли мальчик» вообще. Потому что сын — это образ той нищей и убогой, но родной России, ее России, которую она потеряла, пока жила в Москве и образ Бога.

    Сначала героиня, противится всему этому и хочет поскорей выбраться из этого богом забытого места. Юрьев это «тоска» и «мрак», абсолютная беспросветность. Картины всего этого деревенского убожества настолько реальны, что я даже чувствовала слякоть и грязь под ногами, сидя у экрана, и инстинктивно закрывала рот рукой в палате туберкулезников, боясь заразиться. Эти картины иногда даже реальней чем сама жизнь. Я сама выросла в деревне. И все это видела своими глазами и вижу сейчас, когда изредка бываю там с «ностальгическими целями», приходилось по долгу службы (я журналист) бывать и в хосписе, где тихо и медленно умирают такие же бедолаги. Но все это я просто ВИДЕЛА, а в фильме — ПОЧУВСТВОВАЛА.

    В фильме ни один персонаж не появляется случайно, и каждый из них это тип. Как у Гоголя в «Мертвых душах». Да это и есть «мертвые души» — поп, который ни думать ни говорить о вере не хочет, все мысли только о сайдинге и о ремонте; местная алкашня, которой от нового дня и надо то только 120 рублей, после самогонки с демидролом говорит на неизвестном языке и разбивает голову родному человеку; местный торгаш, который ради наживы, снимает колеса с машины; следователь из «сидельцев» и «сидельцы» из бывших ментов 90-х; терпеливые, деградировавшие, нищие и убогие женщины, которые привыкли жить «на снарядах». И все абсолютно равнодушные ко всем и ко всему, и все они хотят что-то поиметь с заезжей москвички. Они уже почти и не люди вовсе. Их уже просто жалко.

    Глядя на все это Люба даже удивляется «А у вас разве есть душа?». И о себе говорит «У меня была когда то». И кажется что в этом лупанарии действительно интеллигентная, талантливая, обеспеченная москвичка окончательно раздавлена и тоже опущена до их же уровня. Но это внешне. На самом деле ее душа именно во всей этой грязи расцветает пышным цветом и сама Люба в этом жалком существовании становится духовно на много выше чем раньше.

    Действительно, Люба временами просто бесит, когда в чужих людях узнает сына. Поиски вообще превращаются в абсурд. И хочется закричать, как можно своего родного ребенка увидеть в чужом человеке?, а потом сказать, — ах пардон, обозналась. Поэтому я каждый раз себя одергивала, что по большому счету, сын это лишь образ, это сама ее душа, которую она потеряла, а здесь заново обретает. Его она видит во всем и во всех.

    Поэтому и не уезжает в Москву и не ждет известий о сыне там. Однажды она ненадолго выплыла из этой грязи, когда сидела в пустом зале ожидания заброшенного вокзала. Я и сама сиживала точно в таком же зале, на таких же лавках грязно белых и смотрела в такое же огромное, но грязное и мутное вокзальное окно. И тогда кажется, что этот грязный вокзал это единственный островок цивилизации в этом бедламе, ну или начало пути к цивилизации, и что если сейчас вокзала не станет, то все, больше отсюда никогда уже не выбраться. И она сидит в этом зале (может. чтобы в последний раз почувствовать хоть какую-то связь с тем большим миром, который от нее ускользает) и уже чувствует, что Юрьев ее затягивает, как болото. Что никуда она уже не уедет, ведь у нее «здесь все».

    Люба видит сына и бога во всем этом безобразии, и чтобы не потерять близость с ними и не потерять этого ощущения их присутствия она остается здесь.

    Очень важный момент в фильме это то, что у нее пропадает голос. Это ее билет в большую, в иную жизнь. Она теряет его после того, как выпивает стакан самогонки, после которого исполняет арию. Вот так алкоголь закрывает все двери и отнимает у человека все самое дорогое. Голос делал ее личностью. А теперь она слилась с безголосой и безропотной серой массой.

    Люба делает то, за что не взялся бы последний местный житель — кормит голодных туберкулезников, вытирает за ними плевки, плачет от жалости, когда лечит зеленкой ножевые раны и моет ноги лжесыну. Вам это ничего не напоминает? Это ж Дева Мария в чистом виде. Плачет над распятым Христом (русским народом) и омывает слезами его раны. Это глубоко религиозное кино. И спасти Россию должны не деньги (хотя они конечно не помешают) и не закон (он в России абсолютно бесполезен), а сострадание и жертвенность. Вот!

    Однако как бы я не ценила христианские добродетели, все же очень больно было за героиню. И я до последнего надеялась, что она вырвется из всей этой безнадеги. Но надежда моя умерла, даже не тогда когда она переспала со следователем, а когда Люба решила покрасить волосы в «интимный сурик», то есть окончательно ассимилироваться и раствориться среди местного люда. Когда она красила волосы, я чуть не плакала. И в финале то, когда они с Татьяной обнимались и плакали, уже и не отличить было где чьи волосы. Этот кадр Серебренников специально придумал, я знаю. Все, конец!

    На последних минутах, когда Люба, то есть просто уже Люся пришла в церковь, петь в хоре, я думала,- ладно если ты не уехала, но ты хотя бы спой, покажи напоследок свой голос, спой отдельно от всех. Но нет, она поет акапельно, тихо, ее голос не отделяется от остального хора. Это еще одна религиозная и очень русская мысль — соборность. Она приняла эту соборность, в обмен на западный индивидуализм. Ох, горе горькое.

    И не так уж важно Юрьев это или еще какое Буньково. Это наша страна, как бы не было больно за нее и стыдно.

    Это самое русское кино из того, что я видела, со времен «Андрея Рублева» Тарковского. Стакан паленой самогонки, золотые купола на груди зеков, грязь, зеленка в тубдиспансере, поп с сайдингом, натуральные «итальянские» ботинки на местном рынке, проколотые шины — вот и вся Россия, друзья. К этому и прибавить нечего.

    Прекрасное, глубочайшее кино. Низкий поклон Серебренникову и всей команде.

    16 февраля 2012 | 15:32

    Юрьев день на Руси был тем днем, когда крестьянин без препятствий мог перейти от одного хозяина к другому, тем самым меняя свою судьбу. Так же меняется и судьба главной героини. Перед тем, как уехать на ПМЖ в Германию, известная оперная певица Люба привозит сына в российскую глубинку — проститься с родиной. Для нее эти места — красивая романтика и стихи русских поэтов. Сын уходит смотреть экспозицию местного кремля и исчезает. Просто исчезает. И не так важно, что с ним стало. Важно только то, что этого человека в жизни его матери уже никогда не будет. Люба сначала ищет сына, а потом остается в глухом городе — просто ждет, что ее Андрюша вернется. Постепенно она становится другим человеком. Нет больше и следа той красивой женщины. Оперная певица Любовь теряет сына, голос, судьбу, становится грубой уборщицей Люсей. И в этом новом человеке появляются новые качества. Например, милосердие.

    Трудно сказать, чем является это растворение в той России, которую не знают жители крупных городов — падением или очищением. Думаю, создатели и не пытались ответить на этот вопрос. Каждый сделает свои выводы.

    Главное, что этот фильм дает почву для размышлений. Все герои — даже второстепенные, являют собой какую-то сложную историю, которую нужно увидеть и почувствовать. Этот фильм — достойный представитель «другого кино». Во время просмотра следует несколько отключить логику и чувствовать-чувствовать-чувствовать.

    Фильм сильный и сложный во всех отношениях. Смотреть нужно, но только в том случае, если готовы на честный и серьезный диалог с самим собой.

    9 из 10

    6 сентября 2008 | 16:45

    Впервые я увидела фильм на «Закрытом показе» Гордона. Сначала не могла узнать тот Юрьев, в котором я выросла, изменили его до невозможности. Казалось бы, фильм про город, а города-то и нет. Потом нашла фильм и снова пересмотрела, и ни капельки не пожалела, а размножила и передала друзьям, чтобы посмотрели тоже и высказали своё мнение.

    Я считаю, что фильм наполовину про Юрьев. Про то, что есть ещё место на Земле, где почитают труд, а не Дольче. Я читала множество мнений на сайтах и форумах, где люди негативно отзывались о городе, о том, что это «дыра», «глушь», ну и всё в таком роде. Скажу сразу: половины из того, что есть в фильме, в городе нет, и большую часть того, что есть в городе, в фильме не показали. Пора бы уже привыкнуть к тому, что есть два разных мира — настоящий и киношный, и не принимать за правду всё, что вам преподносят.

    Неприятно было, всё-таки, читать негатив о городе детства, особенно если знаешь, что в реальности он прекрасен. Кстати, недавно к нам приезжала подруга, которая в Юрьеве живёт, и сказала: «Знали бы вы, сколько мусора оставили после себя эти киношники! И «туманки», и пластиковые стаканчики..» О чём-то это говорит.

    Вторая же половина — про человеческие судьбы. Никто из нас не знает, как завтра может измениться его жизнь. И Люба не знала, когда уезжала в Москву, что станет такой знаменитой и обеспеченной. И тем более она не знала, что, приехав на родную землю попрощаться, останется там навсегда.

    Сын Любы попросту «растворился» в городе, он не исчез. Он проявился на мальчике, пришедшем в монастырь, на уголовнике, и на всём-всём-всём: на улицах, на воздухе, на лицах горожан. Поэтому Люба и осталась там жить: она не хотела расставаться с сыном.

    Несмотря на отрицательные моменты, ставлю фильму десятку, потому что всё, что в нём есть хорошего, перекрывает всё плохое.

    22 марта 2010 | 18:24

    Фильм, который, к моему большому удивлению, мне понравился. И, как ни странно для картины подобного жанра, смотрелся довольно легко.

    С чего все начинается?.. Мы смотрим на зиму, на маленький городок глазами героини — успешной женщины. Мы видим лишь красоту, обертку. Мы становимся романтиками вместе с ней. Но романтиками поверхностными. Мы не желаем знать, а что там, под этой блестящей оберткой?.. Шоколад или грязь?.. Героиня вместе с нами видит лишь поверхность. Она готова восхищаться красотой с высоты своего положения. Как с той колокольни, на которой она поет. Зачем спускаться?.. И отсюда все хорошо видно.

    А там, внизу, ведь можно увидеть что-то, чего видеть не хочется. И чего видеть не надо. Ведь Любовь хочет запомнить свой родной город не таким, какой он есть, а таким, каким его хочет видеть она. Красивым, пропитанным историей. Романтичным своей несовременностью. С магазинами и кабаками, будто вышедшими из прошлого. Из ее детства. Вероятно, счастливого, раз героиню снова потянуло к корням. Она полностью уверена, что она близка к народу, что она — одна из них. По праву рождения. При этом она далека. Она давно уже другой человек. Она, как и многие из нас, думает, что такими маленькими городками хорошо восхищаться издалека, не подходя близко. Не заглядывая им в душу.

    И Любовь бы и не заглянула. Ей просто захотелось красоты, русской красоты. Символично, что зимой, когда не видно грязи. Ее сын, слишком взрослый, чтобы быть сыном, здесь как портрет ее самой. Он — воплощение того мира, в котором Любовь теперь живет. Того мира, в который она навсегда хочет уйти, лишь поверхностно попрощавшись со своим прошлым. Андрей слишком иностранен. Его взгляд на город похож на взгляд не русского человека, который о России лишь из книжек знает. Ему нужны атрибуты, а не душа. Его мать ищет душу в красоте природы и строений, в этой романтике. А парень — в мелочах быта. И оба ведут свои поиски поверхностно. Но все же именно парень в своем шутливом интересе оказывается более прав.

    Любовь все время будто жила в некоем сказочном мире. И оттуда смотрела на мир настоящий. Но исчезновение сына заставляет ее розовую скорлупу рассыпаться в прах. Она с головой погружается в жизнь города. И этот городок — Юрьев — уже предстает нам не красиво-романтичным, а грязно-безнадежным, каким он является для всех его жителей. И каким в мгновение ока становится и для Любови.

    Женщина проходит все стадии отчаяния — надежду, страшное потрясение, безразличие. И чем больше времени проходит, тем больше оголяется душа. Тем дальше и дальше певица от своей сцены. Она падает, и в то же время она возвышается. Часть ее души умирает, но в то же время оживает новая. Любое движение причиняет боль, хочется просто застыть. Перемены мучают, но не могут не произойти.

    Она становится другим человеком. С другими целями и другими чаяниями. Она уже не мечтает найти сына. Она знает — он вернется. Но не знает когда. Ей нужна какая-то еще цель. Ей нужно, зачем жить. О ком заботиться. Ее прежняя жизнь для нее как будто и не существовала. И настоящая тоже. Все — сон. Один — счастливый, но фальшивый. Другой — страшный, но настоящий. И она ждет пробуждения. Но дождется ли?.. Этого не знаем ни мы, ни она сама.

    Окончательное перерождение все же происходит. Из красивой женщины она становится женщиной обычной. И внешне, и внутренне. Она уже не великая певица. Она потеряла свой голос. Она уже ничем не отличается от всех. Будто никогда свой город и не покидала. Что она потеряла?.. Все. Что она нашла?.. Себя новую. Настоящую. Гораздо уродливее и хуже, чем была. Но все же это она. Возможно, более отзывчивая. К тому же она научилась чувствовать. Но все ее чувства она заперла в себе, так проще. Оставив лишь одно — надежду во что-то недостижимое. Слепую надежду. Но теперь ее надежда — ее жизнь.

    Весь фильм — переход от стадии красоты к стадии уродства. Ослепительно белый и чистый снег в начале как жизнь героини. Грязь в конце — тоже ее жизнь. А так же мировосприятие. Белый снег — так обыватели воспринимают маленькие исторические городки. Грязь — какими они порой являются. И чего туристы не видят. Несмотря на немаленькую продолжительность, фильм нисколько не затянут, даже динамичен. Главные, казалось бы, для зрителя вопросы, со временем отходят на второй план. Остаются иные вопросы: а что есть правда? И нужна ли она? Хотим ли мы ее знать, или обойдемся без нее? Какие мы настоящие?

    Этот фильм, в отличие от «Изображая жертву», заставляет задуматься, не вызывая отвращения. Он изящнее, но доносит свою мысль гораздо точнее. И в этом его огромный плюс.

    9 из 10

    13 декабря 2009 | 12:05

    Юрий Арабов, когда говорил о фильме, высказал искреннее удивление тем фактом, что Серебренников при рассмотрении сценария из равновозможных вариантов «вытащил и повел тему матери». Здесь видится мне диагноз, который представитель старшего поколения ставит нам, и диагноз этот не сказать, чтобы очень радостный, потому что фиксирует невменяемость современного общества, деструкции не столько подверженного, сколь ее культивирующего. Уход поколений теперь неизбежно ассоциирует с выпадением в осадок проверенных временем истин, и ужас вызывает не сам факт, но непрерывность и необратимость сего процесса.

    «Цепь несчастных случайностей» — выпадение из привычной среды — потеря идентичности — шизофрения — все было бы именно так, если б не невероятные возможности адаптации, в индивиде заложенные, и это как раз случай, когда вся надежда на сослагательное наклонение.

    Хорошо развитое чувство ритма дарует способность преобразовывать время, развитое чувство вины способно лишь отнимать радость бытия, ничего не давая взамен, и ключевое слово здесь — преодоление. Иными словами, цельность индивида определяется умением не преодолевать изначальную виновность, и эту способность демонстрирует героиня фильма. То есть потеря ею идентичности сопровождается обретением новой идиомы существования, где взятые порознь элементы, объединившись, обретают естественный (и в этой естественности — уникальный) смысл. Так, по стечению обстоятельств, героиня избавляется от сублиматов, дарующих бытийный комфорт, в пользу осуществления проекта, который называется быть мамкой униженным во взаимной ненависти человекам. И здесь я никоим образом не пытаюсь дезавуировать безусловно заслуживающие всякого уважения творческие устремления моих современниц по управлению космическими кораблями или метрополиями, но лишь выражаю собственную приязнь выбору, который делает Любовь, ставшая Люськой. Просто в таком выборе, в силу абсолютной и непостижимой бессмысленности оного, можно усмотреть промысел неких третьих сил, которые все же пытаются нас куда-то вернуть.

    Впрочем, в наши дни любовь к гелю Персил есть, вероятно, более перспективная смыслообразующая конструкция.

    7 декабря 2009 | 12:32

    Тяжёлый фильм… Даже слишком. Перенести его тяжесть, его действие мне было трудно. Я очень эмоциональный человек, люблю такие фильмы. Но «Юрьев день» был испытанием. Не ожидала этого от нашего кинематографа.

    Содержание фильма не передать словами. И я даже не буду пытаться этого сделать. Скажу лишь о работе актёров. Ксения Раппопорт для меня открытие. Слышала, что она за эту роль получила огромное количество наград. И это полностью заслужено. Всё настолько правдоподобно, что для меня она — одна из самых ярких и красивых актрис.

    Я думала, что фильм я недосмотрю. Слишком, повторюсь, слишком он тяжёлый. И всё же «Юрьев день» я досмотрела. Более того, кое что уяснила для себя. Смотрите именно такие фильмы, ведь они никогда не забываются…

    12 апреля 2009 | 12:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>