всё о любом фильме:

Царь

год
страна
слоган«Грозный царь - грозное время»
режиссерПавел Лунгин
сценарийАлексей Иванов, Павел Лунгин
продюсерПавел Лунгин, Василий Бернхардт, Ольга Васильева
операторТом Стерн
композиторЮрий Красавин
художникСергей Иванов, Екатерина Дыминская, Наталья Дзюбенко
монтажАльбина Антипенко
жанр драма, история, ... слова
бюджет
$15 000 000
сборы в России
зрители
Россия  805 тыс.,    Украина  56.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время119 мин. / 01:59
1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств, — митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.80 (1827)
ожидание: 64% (3188)
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 1 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Роль митрополита Филиппа — последняя роль в кино Олега Янковского. Актер скончался 20 мая 2009 года, три дня спустя после показа фильма на Каннском фестивале.
    • Главная роль изначально писалась в расчёте на Петра Мамонова. Как заметил Павел Лунгин, ещё на съёмках совместного фильма «Остров» он увидел в Мамонове противоречивого русского правителя.
    • Рабочим названием фильма долго значилось «Иван Грозный и митрополит Филипп». Но в последний момент его всё-таки сократили до более простого и понятного широкой публике и иностранным зрителям.
    • Фильм снимали в Суздале, где специально для этого построили декорацию опричного дворца. Дальнейшая судьба декорации вызвала в городе скандал: никто не хотел брать на себя траты по её демонтажу.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • События в фильме разворачиваются в период между 1565 и 1568 годами. Ивану IV, родившемуся в 1530 году, в этот момент 35-38 лет. Петру Мамонову, исполнившему роль царя, на момент съемок было 57-58 лет.
    Трейлер 02:00
    все трейлеры

    файл добавилDirectList

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3748 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Павел Лунгин не просто советский режиссер. Он автор советской эпохи, время его дебюта, основа его мыслей. После представления фильма «Царь» на международном московском кинофестивале Лунгин, кажется, прочувствовал то время, ту Русь, а может и всю эту необъятную, непонятную, запутанную нашу страну. Вся ретроспектива его работ является какой-то дерзкой ухмылкой достойной реплики в диалоге Времени, которое так продолжительно и нескончаемо. Времени, которому историки придумали отдельное слово в русском языке- слово «эпоха», своеобразная попытка уловить это время, придумать ему образ. Ведь когда мы говорим «Советская эпоха» или «Эпоха СССР» мы четко представляем себе то, о чем говорим, что имеем ввиду. «Время правления Ивана Грозного на Руси» тоже весьма конкретно характеризуют определенную эпоху, историческую веху развития Руси.

    И правильно то, что за 2 часа продолжительности картины кто-то встал и ушел из зала, кто-то прятал глаза, не мог подобрать настрой для фильма. Так естественно испытывать чувства отторжения, неприятия, сочувствия и прочих в палитре «опричнина-религия-кровь».

    «Царь» вне упреков, вне мнений, вне времени.

    13 ноября 2009 | 14:57

    Перед просмотром фильма мы с мужем ждали когда предыдущие зрители покинут кино-зал. Я давно не видела таких задумчивых и погруженных в себя людей… И это стало первым сигналом к тому, что фильм будет очень серьезным. И он превзошел все ожидания.

    БОГ. Глубина. Контраст. Борьба противоположностей. Власть. Зависть. Одиночество. Ответственность. Всё это раскрыто настолько емко и веско, что это возможно только прочувствовать, пропустить через собственное сердце, и не выразить словами.

    И, несомненно, ЭТОТ фильм заставляет очень глубоко задуматься. Он тяжел, но смотрится на одном дыхании. Поднимает целую бурю. Дает пример решения вечного вопроса — на чьей стороне остаться. Являет чудеса, которые всегда переламывают ход событий. Заставляет плакать и смеяться (но в гораздо меньшей степени).

    Фильм не дает информации о предыстории и последствиях, но показывая только то, что показывает — подталкивает к осмыслению того, как бы ТЫ сам поступил. Загляните внутрь себя. Подумайте. Задайте себе пару вопросов. И посмотрите этот ФИЛЬМ еще раз, чтобы ответить на них.

    10 из 10

    4 ноября 2009 | 23:39

    Начну с моего общего восприятия фильма: Картина очень тяжёлая для просмотра, но как ни странно, в то же время невероятно жизнеутверждающая!!!

    Вот только что вернулся с фильма… и сразу же решил поделиться мыслями!!! Без цензуры и редактирования… как есть!!!

    Итак, показан Царь… который печётся о государстве, но не о людях, не о народе… и не верит никому, кроме своего узкого окружения, давно разложившегося морально и нравственно… Если выразиться современным языком, жизненное кредо Царя: «мой грех только в том, что сдаю один город за другим», «как человек, я, как и все мы, грешен, но как Царь — я праведен». По фильму Иван Грозный себя в первую очередь считает Царём… но не Человеком, не грешником!!!

    И есть митрополит Филипп, который наставляет Ивана на истинный путь, путь несения добра и мира своему народу… Упрашивает его со слезами на глазах поверить своему народу!!! Знаю, что бы я ещё ни сказал о митрополите Филиппе, всё равно не смогу хоть сколько-нибудь полно описать его образ и роль, в фильме и истории…

    Да, атмосфера фильма очень мрачная и гнетущая, показан тяжелый период истории нашего государства — предвестник Смутного времени… Изображена жуткая картина разложения общества из-за военных неудач, а введенная Царем опричнина довершила начавшиеся процессы брожения и разлада.

    …и по моему субъективному мнению, прослеживаются четкие параллели: конец правления Ивана Грозного можно сравнить с застойными явлениями в СССР, а Смуту — с «Лихими девяностыми».

    И как это ни странно, фильм у меня оставил некую ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩУЮ искорку-огонек!!! Картина показывает — какие бы не были глобальные потрясения и трудности, всегда есть возможность прожить жизнь ДОСТОЙНО, то есть по совести, по Вере!!!

    … и Церковь — это отнюдь не инструмент государства для контроля и управления своим населением, как любят об этом заявлять всякого рода толерантные отморозки-доброжелатели!!! (прим. автора — огромная просьба к редакторам не вырезать этот и последующий абзац, заранее спасибо!!!)

    Главный лейтмотив фильма: Православие и Церковь — это естественный (и единственный) для человека способ оставаться человеком!!!

    P.S. Намеренно не пересказываю сильные сцены в фильме, хотя очень хочется!!! Просто идите и смотрите!!! Игра (всех!) актеров великолепна!!!

    P.P.S. Фильм — шедевр!!! Это самое настоящее «русское кино»; такое, каким оно должно быть!!!

    10 из 10.

    8 ноября 2009 | 21:03

    Сложно оценивать фильмы Лунгина. Ну для меня сложновато. Все таки то, что обычно режиссер закладывает в будущий фильм — это его душа. Я не говорю о тех блокбастерах, которыми заполнен наш кино рынок. Нет, я говорю о том кино, где душа режиссера чувствуется. Где видно, что актеры играют не ради денег, а для себя, для души. Ведь поступая в театральный каждый мечтает сыграть Гамлета. Это уже традиция, можно сказать вековая. Актеры мечтают о такой роли, которая раскрыла бы из потенциал, показала их душу зрителю. И тот истинный режиссер, кто сумеет правильно расставить фигурки актеров на сцене, правильно подобрать оформление, правильно настроить нужные струны души.

    Лунгина, я лично, отношу именно к такому классу режиссеров. Мои ощущения после просмотра фильма — ощущение какой-то духовности, патриотизма. Взгляд режиссера, который вырвал и показал нам небольшой отрывок того, смутного времени. При помощи актеров, музыки, порой жестокости мы увидели поистине смутное время. Притом подобные смутные времена и в нашей, современной России не редкость (вспомните 90-е). И потому наверное и всплыла старая пословица `У каждого свой царь в голове` (многие помнят ироничную версию этой пословицы — `Без царя в голове»). Каждый увидел и почувствовал что-то свое, понятное только ему. Ну а если кто-то не почувствовал этого, то это кино не для Вас. Вам ближе другой жанр и другие режиссеры.

    10 из 10

    1 декабря 2009 | 17:26

    После просмотра этого фильма, я почувствовал только негодование. Оно во многим сказано неприятным повествованием. Неужели историки подтвердят, что Русь была прибежищем забав Римской империи, поклонного и смиренного суррогата душ, низменности помыслов? Это бред!!!

    Не сказать, что я ждал этого фильма, но заголовок «Царь», я думал воспринять в контексте той эпохи. Эпохи великих потрясений и завоеваний, смуты и расцвета государственности. гения правителя и его низменности.

    В общем, я не буду поражен если этому фильму дадут какую-нибудь европейскую награду третьего разряда, чтобы еще раз напомнить Европе и всему Миру, что Россия — государство, не имеющее божьего предназначения.

    8 января 2010 | 00:27

    Смотрел фильм в кинотеатре и даже не до конца, ушел с 4 эпизода. Не понял зачем сняли этот фильм. Какую цель преследовал режиссер? Снять исторический фильм? Тогда почему такие бедные массовые сцены? Почему так символично показана бойня? (я даже не говорю об исторической правде, были ли эти битвы?) Ввиду такой эскизности `исторических` сцен, делаем вывод — фильм все таки больше о другом. О чем? О драме царя-юродивого? Но почему же так мало сцен, связанных именно с терзаниями человека? Почему их напрочь перехлестывает насилие и жестокость? (Была мысль может это фильм ужасов?)

    Игра актеров многих потрясает, но мне в некоторых моментах казалось, что Мамонов переигрывает (сцена `я не боюсь вас..»). Вроде смотришь, веришь и вдруг становится немного смешно, от выражения лица, от реплик. Почему, когда Тарковский снимал ту же Ностальгию, Янковский провел в Италии совершенно один много времени, про него просто забыли, а уже потом начали снимать человека, который просто не мог обмануть. Почему Тарковский всегда обходится без этих сцен убийств и пыток, а фильмы его действуют больше? Он заставляет человека задуматься. Лунгин, к сожалению, обращается к чувствам человека, лежащими в поверхностном слое психики, кого угодно можно заставить расплакаться, если он видит на протяжении двух часов кровь и внутренности (традиция М. Гибсона). Без этого можно и нужно обходиться! Еще показалось, что режиссер уже начинает эксплуатировать неординарную фигуру и талант Мамонова, ничего не вкладывая в него. Режиссер здесь бездействует, молчит, не ставит никаких вопросов.

    Хочется сказать еще о удивительной монотонности и однообразности фильма. Все его эпизоды (я посмотрел только 3, ушел с начала 4, но видимо он был последним) абсолютно одинаковы. Одни и те же реплики — Я царь, опомнись государь, прекрати это, моя воля — воля Господа и т. д. и т. п. Везде умирают люди, везде кровь. Все становится понятно уже к `третьей главе`, но там еще есть и четвертая…

    Сейчас, вспоминая фильм, мне становится не по себе от того, что он абсолютно бессмысленный, а зритель, выходя из кинотеатра ничего кроме ужаса не несет в себе.

    Наверное надо нам всем еще учиться, особенно в сфере кино, учиться на великих образцах мастеров прошлого.

    16 ноября 2009 | 19:20

    Долго ждал я этот фильм, посмотрел и… не `зацепило`. После просмотра `Острова`, кстати, первого моего знакомства с работами Павла Лунгина, был под впечатлением, аж до мурашек по спине, и от этого фильма ждал чего-то похожего, но нет.

    Начну с музыкального фона, потому что назвать это саундтреком, как-то язык не поворачивается. Тягостная, гнетущая тема в начале фильма, сразу окунает в то сложное для Руси, и страшное для народа время, тут нареканий нет, но повторяющаяся снова и снова, а после середины фильма и вовсе не прекращающаяся, теряет свою силу воздействия, и просто надоедает.

    Далее — актерская игра. Поверил только Янковскому и Мамонову. И если перед Янковским просто снимаю шляпу, то Мамонов убедил в том, что он Царь Иоанн, но не Грозный, а Безумный. Монолог, ночью в царских палатах, напомнил Голуума, из всеми известной, заморской сказки (на ихнем языке `фэнтези»). Забавно, если бы не то обстоятельство, что этот человек правил целой державой, а вот тут становится страшно.

    Не удалась роль `блаженной` девочки Маши (Донцова), поэтому мне, когда её убивает медведь, было не жалко. Слезу не вышибла.

    Пожалуй, еще не плох Малюта Скуратов — кровавый убийца, с добрым лицом. Все остальные довольно посредственные.

    Не много о происходящем на экране. Если режиссер не умеет снимать батальные сцены, а может, не хочет тратить на них лишние деньги, может их вообще не использовать в фильме. Ведь не нужно даже `придумывать колесо`, всё давно уже снято и показано, как это, должно быть, взять хотя бы 15-летней давности `Храброе сердце`, неужели это так сложно, показать 5-ти минутный отрезок, действительно качественного боя, непонятно.

    Подведу итог. При всех отрицательных моментах, картина, конечно, выделяется на фоне современного отечественного, да и не только, художественного мусора и посмотреть её нужно. Однако, воспетые заочно восторженные дифирамбы, это, по моему мнению, перебор. Только финальная сцена — шедевр.

    `Зима, ночь, пустынные улицы, наглухо закрытые ворота и ставни, затихающий металлический звон созыва `на веселье` в Пыточный городок и одинокий старик на троне…

    - Где мой народ?..

    А от каждой снежинки, кружащейся во тьме.

    - Где наш ЦАРЬ?.. `


    7 из 10

    25 ноября 2009 | 12:44

    Фильм, как и предыдущий «Остров» снят в монохромных тонах унылого пейзажа «зачумленной» Руси. И без разницы, какой на дворе век 14, или 20. Чудаковатый святой переродился в безумного царя. Ругали в нарушении историчности Гибсона с его «апоколипто», будут ругать и Лунгина. Ибо по мнению многих не историчен Мамонов в этой роли, а более комичен. Весь фильм смотрится, как жестокая правда о прошлом. Безумие власти, и молчание народа.

    Один, кто противостоит, это митрополит. Но борьбы настоящей нет, только взгляд с укором и тихий шепот…

    Версия Лунгина глубоко символична, ставящая точку в изображении тиранов (мол, такого в нашей стране не должно повторится, и не повторится). Символичен и последний кадр — никто не пришел порадоваться вместе с Царем-батюшкой. Грустный самодержец глубоко задумался…

    10 февраля 2010 | 21:34

    Этот фильм разве что раскрывает способности актеров, но никак не отражает реальность событий. Ученые спорят на счет многих фактов, не говоря уж о том, что этот фильм исторически не правдоподобен. И жаль тех, кто впервые решит познакомится с историей периода правления Грозного, просмотрев данное кино.

    Печально, что не остается никакого шанса рассмотреть личность царя, его окружения с другой стороны, чем представляется в ленте. Здесь совершенно отсутствует искусство, понятие красоты, показаны только «негативные деяния» и никакого правление с благой точки зрения. Сплошной вертеп разврата, постоянные оры и крики, прям «ад» на земле, да дурдом. Царица постоянно вопит, да бьет кнутом людей, народ, как зомби. Действительно вера в царя была духовной, шла через церковное единство, люди воспринимали царя, как помазанника божьего. Однако, такого «безумного» царя бы свергли, гораздо раньше, чем кажется. О какой вере может идти речь в такой «трущобе», которую показывают в данном кино? Сложно срастить между собой религию и правление царя в данном фильме. Слишком взаимосвязанные и разные это вещи. Противоречиво показано. Ощущение неполной концепции сюжета и неправдоподобия фактов мешают.

    Кровожадный, однотипный фильм, только подумайте: выламывают руки, отдают на съедение медведю, избивают, зарубают, предают, жгут, грабят, богохульствуют, в общем говоря предают смертям и пытают. Нет ничего позитивного. Не здоровая Русь, не здоровая точка зрения на страну в эпоху правление Ивана Грозного. Да, время было жесткое, но все было не так запущенно, как мы лицезреем. Конечно, в наши дни каждый имеет право высказать свою точку зрения у Алексея Иванова, да Павла Лунгина она получается такая. И это товарищи печально. Ибо национализм канул в прошлые лета.

    Здравого смысла здесь не много, а вот «ветряных мельниц» достаточно. Ощущение, что чем больше крови, тем естественней, натуральнее. Ведь было многое, не только кровавое на родине.

    Царь показан невменяемым, его окружение тоже, ведь «волком быть по волчьи выть». При всем присутствии русского народа, здесь его не ощущаю и верования тоже, несмотря на песнопения и молитвы.

    В такого царя совершенно не верится. Ощущение, словно отсняли «не до ужастик».

    Вопрос:«О чем же и о ком этот фильм?», получил свой ответ после просмотра: «Ни о чем и ни о ком».

    28 ноября 2013 | 12:24

    … что-то именно этого, честно говоря, я ожидала от фильма. Но, ошиблась, перепутав жанры всеми любимого «Ивана Васильевича» (который меняет профессию) и данного творения Павла Лунгина.

    Ну что же, Петр Мамонов значительно переиграл свою роль, некоторые «драматичные» моменты кроме улыбки ничего не вызывали. Янковский сыграл блестяще, он не играл, он проживал жизнь митрополита. Как ни странно, очень запомнилась актриса, сыгравшая царицу. В неё я поверила.

    Фильм сильный, после просмотра, остались какие-то вязкие ощущения, тягостные.

    Думаю, так и предполагалось.

    8 из 10

    8 ноября 2009 | 22:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 154 руб.
    Blu-Ray, 510 руб.
    книга, 240 руб.
    подробнее

    Новости


    Звезда фильмов Андрея Звягинцева Константин Лавроненко заканчивает съемки в дебютной молодежной драме Нигины Сайфуллаевой под рабочим названием «Штормовое предупреждение». Актер играет живущего в приморском городке замкнутого мужчину, который становится жертвой легкомысленного обмана своей дочери и ее подруги. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Дирижер“ — это кино для тех, кто не хочет вливаться в цивилизацию грохочущего оптимизма. Посмотрим, выдержит ли зритель такое испытание. Мне действительно интересно, есть ли в фильме тот «витамин», который был в „Острове“ и привлек людей... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Недавно мы знакомили вас с молодыми российскими актрисами. Тем не менее в 2013-м грядет немало фильмов, в которых задействованы и подающие надежды актеры. Среди таких проектов «Метро» Антона Мегердичева и «Восьмерка» Алексея Учителя. КиноПоиск представляет вам тех молодых отечественных звезд в возрасте от 20 до 28 лет, которых нужно запомнить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Сегодня пройдусь по пунктам Кинорынка. В программе вчерашнего вечера были презентации WDSSPR - Sony и Disney, a также 20th Century Fox. Фестивальным показам придется посвятить другой пост. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    145.В случае убийства набирайте «М»Dial M for Murder8.187
    146.ТерминалThe Terminal8.185
    147.Вам и не снилось...8.185
    148.Умница Уилл ХантингGood Will Hunting8.183
    149.АладдинAladdin8.183
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Земля будущегоTomorrowland93.31%
    22.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.29%
    23.МордекайMortdecai93.27%
    24.Чудо-женщинаWonder Woman93.15%
    25.Как поймать монстраLost River93.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Солнечный удар22
    ИсчезнувшаяGone Girl117
    СудьяThe Judge26
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent7
    СтраховщикAutómata21
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.633
    СудьяThe Judge8.233
    Выпускной4.779
    ИсчезнувшаяGone Girl8.511
    Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day6.524
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры