всё о любом фильме:

Луна 2112

Moon
год
страна
слоган«Обратная сторона будущего»
режиссерДункан Джонс
сценарийНэйтан Паркер, Дункан Джонс
продюсерСтюарт Фенеган, Труди Стайлер, Тревор Битти, ...
операторГари Шоу
композиторКлинт Мэнселл
художникТони Ноубл, Хидеки Аричи, Джейн Петри
монтажНиколас Гэстер
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  668 тыс.,    Великобритания  242 тыс.,    Германия  80 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время97 мин. / 01:37
Контракт Сэма подходит к концу: он провел три года на Луне, следя за автоматизированной станцией по добыче редкого газа. Три долгих года в полном одиночестве, если не считать говорящего робота ГЕРТИ, могут изменить любого. За две недели до возвращения на землю Сэм встречает своего сменщика…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.00 (219 560)
ожидание: 76% (1350)
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
166 + 20 = 186
7.4
в России
86%
12 + 2 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Четыре добывающих модуля названы в честь авторов четырех Евангелий: Матфея, Марка, Луки, Иоанна (Mattew, Mark, Luke, John).
    • В качестве развлечения главный герой смотрит чёрно-белый комедийный сериал «Моя жена меня приворожила» (1964-1972).
    • Фильм снят за 33 дня.
    • По словам режиссера Дункана Джонса, фильм был показан некоторым специалистам из NASA, которые поинтересовались, почему добыча газа H3 (helium-3) велась на обратной стороне Луны, когда как на видимой части, H3 есть в большем количестве. Выбор обратной стороны Луны для добычи газа объяснили опасением навредить живой природе.
    • Сцены на поверхности Луны были сняты с использованием миниатюрных моделей. Съёмки заняли более трёх дней.
    • Фильм был снят во время забастовки сценаристов, из-за которой многие другие проекты были остановлены. Режиссер Дункан Джонс говорит, что ему благодаря затишью удалось набрать в команду первоклассных мастеров по спецэффектам.
    • Песня, которая играет у Сэма на будильнике, это сингл 1991 года британского исполнителя Чесни Хоукса — «The One and Only».
    • Название «SARANG» в переводе с корейского — «Любовь».
    • Желтый костюм, о котором так положительно отзывается Сэм-2 ("Спасибо за костюм! Отличная штука! Удобная.»), на самом деле спальный мешок MusucBag.
    • В фильме есть эпизод, в котором главный герой наблюдает Землю из окна ровера, хотя по сюжету станция расположена на обратной стороне Луны. По словам режиссера (в комментарии к фильму) это обусловлено тем, что для прямой связи с Землей Сэм уехал настолько далеко от станции, что оказался на видимой стороне Луны. На станции же с обратной стороны Луны прямая связь глушилась установками компании «Лунар».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В композиции «Downfall» канадской электро-индустриальной группы Front Line Assembly использован фрагмент из саундтрека к фильму, а также сцена уничтожения отслужившего клона в инсинераторе.
    • еще 8 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 10458 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Каково это — быть некем? Не то, чтобы некем. Каково это — быть копией кого-то? Точной, хорошей, подлинной, но все же копией… У вас нет ничего личного, ничего своего. Даже переживания, эмоции, которые вас все время посещают, наверняка, свойственны вашему «хозяину». И тут даже глупо сравнивать с копиями величайших картин искусства. Копии хотя бы можно повесить у себя в доме, любоваться ими. Вами же, если вы клон, вряд ли будут любоваться. Как бы вы не походили на подлинник…

    Великолепный психологический триллер. Все здесь уникально: Луна, персонаж, сюжет… Одиночество героя так и дышит через экраны… Да, это фильм одного актера, Сэма Рокуэлла. Фильм, где Сэм сыграл так хорошо, что просто диву даешься. Сыграл себя в трех ракурсах. Сыграл себя три раза. Это великолепный актер. Теперь я это знаю.

    Но одного Сэма все же было бы мало. Ему на помощь пришел режиссер, чья работа великолепна. Все эти компьютеры, роботы… Им не доверяешь с самого начала, с самого начала они внушают какой-то страх. И все больше нагнетают чувство одиночество. Здесь нельзя не упомянуть еще об одном человеке — Кевине Спейси — чьему голосу обязан робот Герти. Хоть в фильме актера нет, но присутствие таланта чувствуется и через голос. И опять-таки, одиночество, страх и недоверие…

    Один из лучших психологических триллеров последних лет. Посмотрел и задумался: «надеюсь я не чей-то клон?». И тут же ужаснулся…

    9 из 10

    29 декабря 2012 | 15:32

    Новость о том, что фильм будет без перевода я воспринял достаточно неоднозначно, ведь я изначально знал, что это не комедия про пирог и кроме слов fcuk, shit там наверняка будут и другие, более сложные для понимания, а каждый раз читать строчку внизу — значит постоянно отвлекаться от фильма (не успевать улавливать все тонкости игры актера, пропускать важные мимолетные кадры и др.).

    Но уже после 5-10 минут от начала фильма настолько привыкаешь к субтитрам, что даже не замечаешь, как иногда глаза сами посматривают вниз при появлении непонятных\не совсем понятных фраз. После окончания просмотра я был искренне рад, что этот фильм не переводили и что я его посмотрел именно в первозданном виде (хотя это был наверное первый опыт просмотра фильма с субтитрами).

    Сэм Рокуэлл, который сыграл сразу несколько ролей действительно целиком отдался фильму, его герой вышел очень живым, трогательным и настоящим. Сверх-оригинальные и хорошо обыгранные в фильме диалоги между двумя главными героями выглядят очень естественно и натурально.

    Робот Гёрти, которого озвучивал Кевин Спейси обладает всеми качествами настоящего человека и на протяжении всего фильма вызывает разные эмоции от радостных до трогательных, от положительных до отрицательных.

    Фильм в целом получился очень интересным, каждый человек может вынести из него свой смысл, хотя при первом взгляде это всего лишь очередной из возможных (кстати очень оригинальных на мой взгляд) отрицательных сторон будущего.

    Всем, советую сходить на этот фильм, потому как в нем есть все, что нужно для хорошего кино: отличная игра актеров, масштабные сцены, интересный сюжет, юмор и пр.

    9 из 10

    18 сентября 2009 | 21:32

    Интересный научно-фантастический фильм про то, что можно прожить несколько лет своей жизни с определенными ожиданиями и надеждами, подкрепленными определенными фактами. А в итоге узнать страшную тайну, которая является твоей настоящей жизнью и судьбой, полностью разбивающую и даже убивающую все твои надежды и тебя самого.

    Начну с того, что при своем небольшом бюджете атмосфера происходящего на экране ни разу не дает усомниться в реальности происходящего. Фильм полностью переносит нас на космическую станцию, расположенную на естественном спутнике нашей планеты. Луна предстает перед нами именно таким безжизненным камнем, каким лично мне он и приходит на ум, когда я представляю себя на ней.

    Действие может и развивается немного медленно, но это абсолютно не вгоняет в сон, а даже привносит некую изюминку в фильм. В принципе, в таком кино все так и должно быть — главное, мы должны погрузиться в это несказанное одиночество человека, находящегося в нескольких тысячах километров от ближайшей живой души и имеющего возможность общаться только с роботом.

    Думаю, что в таком фильме очень важна грамотная режиссура и тем более игра актера, исполняющего основную роль, а в этом фильме даже две роли. Так вот здесь и то, и другое находится на довольно высоком уровне и именно это делает это кино очень интересным и захватывающим.

    В итоге, на выходе, получаем отличную постановку фантастической драмы, развернувшейся на лунной станции с участием героев, превосходно исполненными Сэмом Рокуэллом, а также роботом, одухотворенным Кевином Спейси.

    9 из 10

    9 апреля 2010 | 17:48

    С огромным трудом досмотрел фильм до самого конца. Уже через 7-10 минут появилось подозрение, что я опять попал не на тот сеанс. Примерно на 25-й минуте стало совершенно ясно, в чём фишка сюжета, и как он будет развиваться. Неясными оставались только два момента:

    1. Неужели всё действительно так просто и тупо?

    2. Замочат «вечного дежурного» в самом конце, или ему удастся-таки вывернуться? — Но это уже зависит от оптимизма режиссёра и сценариста.

    Главная мысль фильма представляется мне очень интересной.

    Что есть клон? Вещь, которой его создатель волен распоряжаться по своему усмотрению? Или такое же живое мыслящее существо, как мы с вами, со всеми вытекающими правами и т. п.?

    Но проблема эта не нова. Ещё в 1970-ых, когда даже названия «клон» не было, я прочитал не одну фантастическую книгу на подобную тему. И это при всем известном дефиците фантастики в СССР…

    Может быть авторы фильма нашли что-то новое? Опять же сильно сомневаюсь.

    Сейчас вот так сразу и не вспомнишь всего увиденного и прочитанного, чтобы привести примеры: вот это взято отсюда, а это — оттуда… Да дело даже и не в этом. При наличии таланта и желания одну и ту же историю можно пересказывать много раз. И каждый раз на новый лад. И всякий раз будет интересно и захватывающе.

    Здесь же видим набор киношных клише, почерпнутый в основном из сериалов.

    К примеру, когда двойники только встретились:

    Зачем помогать раненному? — сам отойдёт… или загнётся.

    Зачем пытаться совместно разобраться в, мягко говоря, странной ситуации? И так всё ясно. Я — человек. Он — клон. А кому и зачем это понадобилось — ни кого почему-то не заинтересовало. А зачем? — они же сценарий уже прочитали и знают что к чему.

    И такого добра навалом.

    Чисто технических ляпов не меньше.

    Робот — вершина технической мысли. Обладает интеллектом сравнимым с человеческим. Даже вроде бы чувства имеются по отношению к напарнику. Вбухать такие средства в разработку и придать ему дурацкую форму сундука со смайликом… Если бы фильм сняли в 1950-ых, может быть такое и прокатило бы. Кстати на экране, где смайлик отображается, пиксели в палец размером.

    Зачем передавать сообщения о станции и тут же их глушить? Можно просто не передавать и сослаться на те же помехи и технические неполадки. Кто и как проверит? И какая экономия на строительстве глушилок!..

    Зачем роботу говорить по видеофону, если он может посылать сигнал непосредственно на передатчик? Что более эффективно и совершенно не заметно для партнёра-человека.

    В общем, расстроил меня фильм не только тем, как топорно он состряпан, но и тем, что авторы считают зрителей идиотами, которые слопают всё, что им ни дай.

    Кто-то сравнил фильм с «Солярисом» Тарковского… Наверное, посмотрел несколько минут, увидел пару затяжных сцен ни о чём под музыку и решил, что вот он ещё один гений.

    До сих пор я считал самым бредовым фантастическим фильмом «Битва за космос» — полтора часа в одном коридоре.

    Дункану Джонсу и Натану Паркеру удалось снять не менее бредовый фильм в одной комнате.

    И напоследок хочется передать огромный привет гениям локализации.

    Легким движением руки Moon превращается… превращается… превращается… в Луна 2112. Зрители аплодируют…, аплодируют…, кончили аплодировать.

    1 из 10

    26 октября 2009 | 17:54

    Пишу рецензию через месяц после просмотра и в связи с просмотром другого фильма, схожего в жанровых особенностях. И начиная писать вдруг понимаю, что фильм то я уже и не помню. Эмоционально затрагивающие вещи крепко и надолго остаются в памяти, особенно ощущения оставшиеся от кино. А здесь белый лист именно в плане послевкусия, эмоциональной составляющей.

    Казалось бы и музыка великолепная, и грамотно все построено и вопросы звучат извечные, и идея то замечательная, но как-то скупо и очень уж нудно рассказана. Режиссер тяготеет к замедленному темпоритму и это должно работать на идею, сгустить атмосферу отчужденности, одиночества, безысходности. Но отчего-то в фильме это приобретает превосходные степени, то пережали, то не доиграли.

    И единственное что врезалось в память это финал. Вот над этим всепобеждающим оптимизмом я не смогла не рассмеяться — и вся философия насмарку…

    17 декабря 2009 | 23:24

    В последнее время, я, увлёкся фантастикой. И вот передо мной замечательный фильм в жанре научная фантастика. На очень маленький бюджет создатели этого фильма сделал всё как надо. Мы действительно попадаем туда. Сделано всё откровенно, это я про техническую сторону.

    Минимум спецэффектов и много игры актёра. Сэм Рокуэлл, чёрт, да он классно сыграл! Сыграть две личности одного человека — это заманивает. Так же режиссёр постарался, я думаю, очень сложно так снимать, как сделал он.

    Чувства героев понятны, и это опечаливает, делает фильм грустным. Очень понравилось, когда главному герою нужно было изменится, и он сделал это — это я про вспыльчивость и т. д. 

    Человек не робот, он человек, он личность. Очень жестоко делать с ним такое.

    Фильм хороший, но смотреть, наверное, нужно одному. Так больше окунёшься в атмосферу луны и грусти. Единственное мне показалось, когда главные герои встретились, можно было сделать побольше остроты.

    8 из 10

    28 марта 2011 | 01:26

    Фильм уникальный, но и не шедевр. Но обо всём по порядку. С первых трейлеров фильм меня задел, и очень хотелось посмотреть эту картину. В уме обдумывал возможные варианты развития событий: предполагал, что в фильме будет прорисована история астронавта, который сошёл с ума и на протяжении картины бы боролся бы сам с собой до суицида. Или, станцию прибрала к себе машина, которая бездумно собирала альтернативный источник энергии по старой заданной программе, но никуда не вывозила, потому, что на Земле случились какие-нибудь происшествия, что жизни на планете больше нет, и транспортировать гелий некому, а Сэм — последний человек на Земле и т. д. Этого не увидел, но меньше всего предполагал, что тема фильма затронет проблему клонирования, казалось слишком просто что ли. С первых же минут становится понятно кто есть кто, кто прав, а кто виноват. Но такого фильма о клонах я ещё не видел. До этого были лишь стрелялки с Арнольдом Шварцнеггером и догонялки с Юэн Макгрегором и Скарлетт Йоханссон. Все, кто давно мечтал посмотреть психологическую драму о клонах — вам сюда. Глубокие внутренние проблемы героев кто есть я? и зачем?, заставляют зрителя по-настоящему сопереживать и думать. Всё, о чём клоны мечтали это завести семью и растить детей, взамен же они получили пожизненную работу в качестве недостающих винтиков и их замену, при старении.

    Особенно хочется отметить работу декораторов, композитора и Сэма Рокуэлла на пару вместе с Герти, робота, озвученным небезызвестным Кевином Спэйси. Музыка волшебна, и ещё больше ощущаешь атмосферу безысходности ситуации. Рокуэлл выложился на все 100 процентов: сыграть сразу двух персонажей, хоть и одной клетки, но разных характеров и возраста, стоит того, чтобы увидеть. Порадовало, что наконец-то машина, сжимающий кулак для удара по человечеству, заменилась машиной понимающей и заботящейся пусть не о человеке, но его частице.

    Ну и конечно же концовка, которая осталось в памяти немного смазанной, но тем не менее, интригующей. Всё, чего смог добиться главный герой, это падение акций «злобной» корпорации на 30%.

    Фильм фантастичен, необыкновенен и уникален. Просмотр обязателен.

    9 из 10

    13 октября 2009 | 20:28

    Это шикарный фильм.

    Давненько я уже не видела того, что мне захотелось бы пересматривать десятки раз.

    Бессмысленно пересказывать сюжет, да и в принципе на словах все выглядит довольно не впечатляюще. Не могу только не упомянуть актера, фактически единственного живого человека во всей картине — игра Сэма Рокуэлла в «Луне», возможно, даже главная причина, по которой ее следует смотреть, местами я даже забывала, что это один и тот же человек, первый и второй Сэмы. Герти, впрочем, на протяжении всего фильма ни разу не показался неодушевленной машиной, что приятно удивило.

    В фильме есть множество любимых мною мелочей — будь то реакция одного Сэма на появление его двойника (обошлось без штампованных разборок) или веселый звонок будильника. И конечно, «Луна» не была бы «Луной» без саундтрека мастера своего дела, подарившего нам бессмертные мелодии «Реквиема по мечте», Клинта Манселла. Все композиции, в особенности «Welcome to Lunar Industries», заняли достойное место в плейлисте.

    Пересматривать фильм десятки раз я все же наверное не буду, из боязни испортить это первое, яркое, незабываемое впечатление.

    «Луне», теперь моей самой любимой картине, без сомнений

    10 из 10

    21 июля 2010 | 20:46

    Достойный фильм с лунным оттенком.

    Порадовал не совсем стандартный сюжет и еще раз было доказано то, что неплохой фильм в жанре фантастика можно снять в наше время и при минимальном бюджете.

    Устоявшийся стереотип о том, что любой компьютер запрограммирован только на осуществление конкретных задач, способный лишь ограниченно мыслить в рамках программы, тут разрушен. Не знаю насколько это возможно, но факт. «Я здесь, чтобы помогать тебе». Душевный такой момент в этом холодном кино, о единственном человека на луне, в дали от родного дома, родной планеты.

    Вся загвоздка, заключается в роботе, который на протяжении длительного времени был рядом со взаимозаменяющими друг друга клонами, оказывая им всякого рода помощь. Наделенный справочной системой с поддержкой, у Робота Герти есть событийно-эмоциональная база данных, которая позволяет ему выкручиваться из каверзных ситуаций, именно эта событийно-эмоциональная база данных, сравнимая на деле с хитростью, мудростью и интуицией, привела компанию-луннодобытчика к катастрофе: робот накопил такой большой объем опорных данных, что стал подобен мыслящему.

    Конечно, я не могу обойти вниманием игру единственного актера. Сэм Рокуэлл без всякого сомнения был великолепен.

    Фильм создает лунное настроение. Такое холодное одиночество на гране с сумасшествием. Это состояние длиться на протяжении всего просмотра и по-своему это здорово!

    Шедевром назвать не могу, в нем для этого явно чего-то не хватает, но чем-то цепляет. Идея есть и она интересна, хотя может и не до конца раскрыта.

    8 из 10

    18 января 2011 | 16:09

    Это оскорбление всем экскрементам, существующим на планете.

    Нет, серьезно.

    Сюжет скучен и утомителен, как путешествие на поезде Владивосток-Москва в купе с заколоченными окнами. В середине фильма я начал зевать так, что чуть было не прищемил затылок. Честное слово, если снять фильм про то как я хожу в туалет, получится намного веселей и интересней.

    Хотя с появлением таинственного незнакомца, как две капли воды похожего на главного героя, меня начал пробирать интерес, но через 10 минут я снова вернулся к своим зевкам.

    К игре актера и музыке я остался как-то равнодушен. Не впечатлило, но вроде и неплохо.

    Единственное, что понравилось — лунный пейзаж. Все эти кратеры, лунная поверхность. Можно было заострить на этом внимание. Даже можно было вместо похождений героя показать луну со всех сторон. Было бы намного захватывающей.

    - `О Боже! А что это там в кратере? Это, что чьи-то следы?! Но откуда они здесь?! Как такое возможно?! А вон там что синеет? Это, что вода?! О Боже! Как интригующе!`

    И вообще. При просмотре фильма меня не покидало странное ощущение того, что на дворе 90е годы. Как-то все старо и среди существующих на сей день продуктов видеорынка ни разу не интересно. Ну что это за убожественного вида смайлы на дисплее робота? Я вас умоляю…

    Вердикт.

    2 из 10

    Если хотите бессмысленно потратить 97 минут своей драгоценной жизни — фильм для вас.

    18 ноября 2009 | 18:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 385 руб.
    Blu-Ray, 323 руб.
    подробнее

    Новости


    Дрэйк Доремус, режиссер драмы «Как сумасшедший», получившей Гран-при кинофестиваля «Сандэнс», задумал очередной проект, который будет называться «Равные» (Equals). На главные роли Доремус зовет Кристен Стюарт и Николаса Холта(...)
     
    все новости

    Интервью


    Я бы сказала, что это сказка. Потому что мы не знаем, ни когда эта история произошла, ни где… Так что фантастики в этой истории, по-моему, не очень много. Это даже больше похоже на обычную человеческую драму о персонаже, который вынужден погрузиться в тему клонирования. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    16 мая в российском прокате стартует новая часть эпопеи «Звездный путь» — «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса. В честь этого события КиноПоиск вспоминает фильмы, сформировавшие стиль научной фантастики в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В субботу, 31 июля, в КиноКлубе на Винзаводе состоится ночь фильмов с участием замечательного американского актёра Сэма Рокуэлла. Не желаете…? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ДомHome54 000 000
    2.Крепись!Get Hard34 610 000
    3.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent22 075 000
    4.ЗолушкаCinderella17 515 000
    5.Оно следует за тобойIt Follows4 021 000
    27.03 — 29.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Джентльмены удачи8.476
    41.Запах женщиныScent of a Woman8.474
    42.Огни большого городаCity Lights8.473
    43.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.472
    44.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.470
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.73%
    27.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.54%
    28.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.53%
    29.ГоловоломкаInside Out93.53%
    30.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.52%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Бомж с дробовикомHobo with a Shotgun108
    Леди ГодиваLady Godiva1
    ЗолушкаCinderella63
    Дик ТрэйсиDick Tracy13
    Кабинет доктора КалигариDas Cabinet des Dr. Caligari28
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.529
    Призрак7.578
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.015
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.674
    ЗолушкаCinderella7.460
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    Любовная загвоздкаAccidental Love30.04
    премьеры