всё о любом фильме:

Агора

Agora
год
страна
слоган«Александрия, Египет 391, год н.э. Мир изменился навсегда»
режиссерАлехандро Аменабар
сценарийАлехандро Аменабар, Матео Хиль
продюсерФернандо Бовайра, Альваро Аугустин, Симон Де Сантьяго, ...
операторКсави Хименес
композиторДарио Марианелли
художникГай Диас, Мэттью Грэй, Стюарт Кернс, ...
монтажНачо Руис Капильяс
жанр драма, приключения, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Испания  3.49 млн,    Италия  410.7 тыс.,    Франция  280.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время126 мин. / 02:06
Действие происходит в Александрии (Египет), в конце эпохи Римской Империи. Христианство набирает популярность и, опираясь на низы общества, становится политической силой. В это переломное время живёт философ, математик и астроном Гипатия, имеющая большое влияние на умы правителей…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (43 252)
ожидание: 83% (630)
Рейтинг кинокритиков
в мире
53%
47 + 42 = 89
5.7
в России
60%
3 + 2 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Гипатия, как считается, изобрела ареометр — прибор для измерения плотности жидкости. Ее имя нанесено на карту Луны.
    • Режиссёрская версия фильма, представленная на Каннском кинофестивале, имеет хронометраж 141 мин.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1299 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    После просмотра фильма «Агора» все мои эмоции на пределе. Это историческая драма, поднимающая многие актуальные до сих пор вопросы, будоражит умы и чувства, и поэтому безусловно удавшаяся на все 100!

    Фильм повествует нам о женщине, которой удалось быть столь почитаемой и уважаемой в то время многими мужчинами. Она была для них вдохновением, эталоном и идеалом. Ее ученики-мужчины восхищались ею и внимали ей как какой-то богине, возвышенной, мудрой и безупречной. Именно такой показана нам Гепатия.

    И как мне кажется именно благодаря этим качествам ученики так уважали ее. 

    Благодаря этому фильму мы видим как женщина может быть сильна и могущественна, если к таким исконно уважаемым женским качествам как возвышенность, целомудрие и рассудительность прибавить еще и ум. 

    В то же время некоторые из окружающих мужчин не только восхищаются и глубоко уважают Гепатию, но и по-настоящему любят ее. Это один из ее учеников Орест и раб Давос. А что Гепатия? Гепатия любит философию. Поиск фигуры, по которой движутся планеты, ей дороже женского счастья. В общем-то Гепатия как будто и не помнит, что она женщина. И по моим ощущениям, это самое печальное в этой истории.

    Исторические факты, которые разворачиваются перед нами — красочное описание становления христианства, что оно само по себе ничуть не менее кровавое и политическое, чем любая религия. Последние годы великой империи, когда правящие умы настолько притуплены собственным величием, что не заметили никакой угрозы и амбициозности в этих голодранцах-христианах, настолько ленивы и пресыщены, что им даже в голову не приходит, что эти жалкие рабы тоже люди и могут желать лучшей участи для себя, чем вытирать тело хозяев после купания или воевать за них и за их веру. И такие психологические факты, как рабство, унижающее человеческое достоинство, борьба верующих в разных богов, как будто сами по себе люди становятся от этого хуже или лучше, манипулирование сознанием людей ради достижения собственных целей — конечно же, все эти факты очень печальны. Но они часть истории и происходили независимо от Гепатии.

    Но есть в этом сюжете и то, что от нее зависело. И я спрашиваю себя, зачем ей весь ее ум, мудрость и разумность, если она стала абсолютно бесчувственной? Зачем она родилась женщиной, которая по природе своей более чувствительна, чем мужчина, более чуткая и сопереживающая, если она никого не любит больше своей науки?

    Любая истина должна служить людям. Иначе для чего она? А что это за истина, которую ищет Гепатия и кому она служит, если ее поиск она поставила превыше всех людей вокруг себя? Гепатия оттолкнула от себя Ореста, человека, который всегда защищал ее, любил больше всех на свете, признавшийся в отчаинье, что не сможет жить без нее, плакал, прося остаться с ним.

    Есть такое выражение, что правда — это только одна грань истины. Имеется в виду, что правда у каждого своя и она субъективна. Но нам бывает очень сложно разграничить эти понятия — правды и истины. Гепатия искала истину — объективные законы мира. Но в повседневной жизни выносила суждения принимала решения, исходя из собственной правды. Например когда сказала, что ссоры — для рабов и оборванцев. Понимала ли она их страдания и положение, когда говорила это?

    Перед любым мыслящим человеком рано или поздно встает вопрос, что важнее: истина, будь она объективной или субъективной, или люди? Перед любой женщиной всегда стоит вопрос, что важнее: правда или счастье и благополучие ее близких?

    И религия, как показано в этом фильме, дает два разных ответа на эти вопросы. Епископ Кирилл благословляет своих воинов веры на бесчинства, защищающие слово божие. В то же время как женщин, по его словам, Бог призывает к скромности и смирению.

    Этот фильм показывает нам христианство в не очень приятном свете. И на первый взгляд складывается впечатление, что все слова проповедников пропитано ложью.

    Но в этом и состоит одна из способов манипуляций сознанием — показать плохие деяния кого-либо, а потом все его слова и поступки косить под одну гребенку. Вся фишка состоит в том, что наше сознание потом делает так автоматически. И уже выходит, что христиане — плохие, а Гепатия — жертва. Женщина, которой не дали право голоса. Но раз уж на то пошло, кто самым первым не давал ей право голоса, придавив всю ее волю своим авторитетом? Может быть, ее родной отец, говоривший что она великий ученый, как он хочет свободы для нее и права выражать свои собственные мысли, поэтому ей ни в коем случае нельзя замуж? Где эта грань, отделяющая собственные решения человека от следования родительской воле, и зачастую следование бессознательное? Эта грань очень тонка. В большинстве своем мы ее даже не чувствуем.

    Поэтому этот фильм затрагивает очень глубокий пласт взаимоотношений между людьми, когда путая правду и истину, и даже намеренно подменяя одно другим, пусть даже из любви, из благих побуждений, но мы манипулируем сознанием друг друга. И иногда это явление приобретает очень крупные масштабы.

    10 из 10

    17 сентября 2014 | 15:49

    Агора — фильм исторический, и наверное, привлекает в этом смысле не всех. Зачастую смотреть исторические фильмы сложно, так как режиссеры пытаются впихнуть туда как можно больше дат и фактов.

    Этот фильм — один из положительных в этом смысле фильмов. Героев не много, цифрами не изобилует, да и сцены хороши.

    Тут есть одна важная проблема — религия. многим он не понравится, так как христиане тут показаны не с лучшей своей стороны. Но любая новая религия — это война со старыми устоями. И нет ничего страшного в том, что тут показана воинственная сторона последователей Христа.

    Тут показан выбор: выбор раба и выбор господина. Тонкие нити в конце сплелись в тугой клубок. Если Гепатия осталась верна себе до последнего, то Давус разрывался до конца фильма. И пусть Мингелла оставался немногословным, его игра дала четко понять, что он выбирает между сердцем и разумом, так как он четко видел, что христиане в скором завоюют территорию.

    Спас ли он в конце госпожу? Я тут вижу откровенное и жертвенное спасение, продиктованное единым жестом. Кивок — вот и руки сошлись.

    Гепатия достойна своей славы. Женщина-ученая, которая ясно видит мир, без прикрас, которые прослеживаются от огня язычников, без обещаний пустых. Она живет только разумом, но и это приводит к тому, что она сама вынуждена отдать себя в жертву. Сцена с открытием просто великолепна.

    Игра актеров хороша — я пленилась игрой Макса Мингеллы, который одним только выражение лица дал понять, что испытывает его персонаж. Отмечу только его, хоть он и не кажется самым главным персонажем.

    В конце концов мы видим реальный исход — если разум остался в выигрыше, то сердце явно осталось в плаче. что нравится — что это реально.

    Пусть это и фильм про древний мир, в нем четко видны отголоски современности.

    Теперь про странное и непонятное: на протяжении нескольких моментов фильм кажется затянут, личное мнение, хочется промотать. Но без недостатков не бывает реальных вещей, так что оценка

    10 из 10.

    12 января 2011 | 19:32

    При просмотре Агоры меня не покидало ощущение, что здесь что-то не так.

    С одной стороны, Аменабар достаточно аккуратно обошелся с историческими фактами. С другой стороны, очень уж бросались в глаза несколько странных для исторического фильма деталей. Слишком уж навязчиво выставлены, например, феминистские мотивы (проповедь Кирилла по поводу женщины, позволяющей себе заниматься мужскими занятиями), гонения на язычников и евреев. Все это пресловутый мотив неприятия «другого», давно уже превратившийся в расхожий западный гуманитарный штамп. Зачем эти явно современные мотивы в историческом фильме?

    Но это все блекнет, по сравнению с тем, как изображены «идеологические оппоненты» главной героини — т. е. христиане. Сразу оговорюсь, что я атеист, со всеми вытекающими последствиями, потому антихристианская направленность фильма вроде бы не должна резать глаза. Однако все-таки режет. Исторический фильм получился бы, если бы режиссер выбрал позицию беспристрасного наблюдателя. Но этого нет! Люди из кружка Гипатии — личности, обладающие яркой индивидуальностью. Христиане, напротив, показаны в фильме в виде серой и безликой толпы, которая слепо повинуется своим лидерам, неспособной к самостоятельному мышлению и потакающей примитивным страстям. Будто винтики в каком-то механизме — замени один, и ничего не изменится. Под стать этой толпе и ее лидер — епископ Кирилл, исторически ярчайшая личность, но в фильме — всего лишь демагог и манипулятор, изрекающий банальности и использующий паству для достижения светской власти. Особенно четко позиция режиссера видна на визуальном уровне. Христиане намеренно одеты таким, образом, чтобы вызвать у зрителя отвращение. Панорамные сьемки сверху, на которых одетые темные тона христиане отчетливо напоминают копошащихся на поверхности муравьев или каких-то странных, отвратительных насекомых. И посмотрите как меняется внешне Давус, перейдя на сторону христиан. Темная сторона силы меняет тебя! Для чего потребовалось режиссеру прибегать к настолько примитивным приемам? А потому что Агора — аллегорический фильм на злободневную тематику, старательно маскирующийся под пеплум.

    Александрия 391г. это лишь антураж, на самом деле фильм про современную Европу. Под видом христиан изображены заполонившие «свободную и рационалистическую» Европу мусульмане, под видом Гипатии и ее кружка — квинтэссенция ценностей евроцивилизации, психологически родом этак из XIX в. Ведь Гипатия, с ее идеализмом, бескорыстной влюбленностью в науку — явно не современный типаж, это скорее та Европа, которая была. Епископ Кирилл, напротив, порождение завтрашнего дня, лидер серой и безликой толпы, слепо верящей в авторитеты и иерархический порядок, неспособной на самостоятельное мышление, одновременно ее хозяин и ее раб. Ну а префект города и его окружение — единственный современный типаж в фильме, — это более или менее трусливые и апатичные европейские политики соременности, которые готовы променять свободу своих стран на теплое местечко при власти и личное комфортное существование.

    Ну а теперь можно переходить к основному месседжу фильма. Фильм этот вовсе не исторический, хотя старательно и, в общем, небезуспешно маскируется под оный. Напротив, фильм именно что злободневный. Мне кажется, Аменабар хочет сказать, что свобода, которую человечество получило за последние несколько столетий, не вечна, и может уйти так же, как она ушла во времена Гипатии. Колесо истории сейчас делает новый поворот, и если Западная цивилизация не очнется вовремя, мусульманские фанатики могут сделать с ней то же, что некогда сделали с Древним Римом фанатики христианские. Соглашаться с этим выводом или нет — на усмотрение зрителя. Лично я так и не пришел к определенному выводу.

    7 из 10

    7 августа 2010 | 03:24

    Сухие строчки в исторической литературе с именами, цифрами, описанием давно минувших лет. Потухшая под грудой античной пыли память о людях предстающих теперь перед нами исключительно героями мифов. Кем-то они были, где-то работали, ели, пили, спали, воспитывали, учили. Или учились? Так как обычно это бывает на ранней стадии развития — методом проб и ошибок. Чаще ошибок. Расплатой тоже стали люди, сотни тысяч. Память о них давно умерла, унесло ветром вместе с античной пылью. Помнят только единиц. Самых выдающихся.

    Алехандро Аменабар вновь бросил вызов всемогущей когда-то Католической церкви. В своем предыдущем фильме «Море внутри» режиссёр агитировал за эвтаназию, которую церковь видимо никогда не узаконит для своих адептов. В «Агоре» автор прошёлся по жестоким временам становления Церкви, когда её адепты без камня за пазухой на людях не показывались. Готовы были любого растерзать, кто был иных взглядов, не разделял их Веру, и предпочитал науку.

    По сюжету Церковь своих оправдывала и прикрывала, позже Церковь стала жечь ведьм на средневековых кострах Европы. В фильме христиане изображены свирепой толпой, управляемой фанатичным предводителем. По настоящему революционный сюжет, перенесенный за полтора тысячелетия до изобретения кухонной плиты, в места обитания древних христиан вот-вот готовых стереть с лица земли язычников противопоставляется учениям юной женщины-философа ищущей смысл жизни выше, чем самая крутая религия.

    Главная героиня картины Гипатия (в превосходном исполнении Рейчел Вайс) долго держалась в стороне от новых веяний. Наука интересовала её больше новой набирающей популярность Веры; кипящего на бочке с порохом общества и отношений с противоположным полом. Гипатия отдалась науке, и та ответила ей взаимностью, позволив оставить это имя в исторической науке. Как и имя Кирилла Александрийского, которого Церковь, если верить Википедии, даже канонизировала. Тогда все были Александрийскими. Они и жили в Александрии и померли в Александрии. Их имена доносятся до нас только в совокупности с Александрией основанной другой Исторической Личностью.

    Художественный фильм «Агора» — драма о человеческой слабости, трусости и подлости. В центре сюжета стоит женщина, вокруг неё хаос. Никакой философ, и даже первая в истории человечества женщина-философ не смогли бы обуздать беснующуюся толпу, носящуюся разорвать любое сопротивление. Это не в воли человека. Это высшая воля. Они так говорят.

    Фильм однозначный упрёк в сторону католической церкви, в сторону могущей организации способной влиять на волю людей по отношению не только к эвтаназии, но и к некоторым фильмам. От «Последнего искушения Христа» у Папы Римского случится удар, а от «Агоры» вероятно небольшое возмущение. Но он всегда может бросить камнем в направление экрана. Тем не менее, Аменабар снял дипломатичное кино на церковную тему, в основу которой положил рассказ о женщине, павшей жертвой эпохи перемен. Перемены безболезненными не бывают.

    28 апреля 2010 | 22:00

    «Агора», чем хорош данный фильм? Тем, что он даёт возможность поразмыслить над всеми выложенными идеями, которые сценаристы и режиссёр предоставляют зрителю.

    Здесь, с одной стороны мы наблюдаем за тем, как в IV веке до н. э. люди изучали окружающий мир, законы физики и астрономии. Все эти образы собраны в лице Гипатии, женщины-учёного, филосова, астронома. Как интересно вернуться в прошлое и наблюдать за каждым ходом мысли, ведь ты уже знаешь разгадку.

    С другой же стороны, нам демонстрируют проблему веры. И знаете, проблема описана наиболее ярким и понятным образом. Религия демонстрируется как опиум для народа, своеобразная политика, несущая людям больше беды, нежели радости, сколько жизней уносит вымышленная пропаганда… И так в течении многих дальнейших веков.

    Не стоит уделят много времени техническим описаниям киноленты, ведь здесь нет недостатков. А главное — это идея.

    Трагический конец подводит жирную черту данной идеи. Дикари, обладающие так называемой верой, погубили разум, способный дать этому миру гораздо больше… печально.

    10 из 10

    21 февраля 2010 | 23:34

    Агора — потрясающий и интересный исторический фильм, который можно посмотреть как одному, так и вместе с друзьями. В Агоре снималась очень талантливая актриса Рейчел Вайс, известная по «Мумиям». Однако, против своей историчности фильм изобилует моментами из американских фильмов.

    Преподаватель философии Гиппатия общается с учениками как Девид Гейл в своей «Смерти». На театральной сцене отчаявшийся поклонник дает экспромт-концерт для своей возлюбленной, как это делает Хит Леджер в «Десяти причинах моей ненависти» для обиженной девушки. Сама гиппатия ведет себя как доктор Хаус, если ей в голову приходит удачная мысль она забывает о собеседнике и убегает в кабинет и занимается загадкой, которая красной линией проходит через весь весь фильм.

    Не малую часть фильма занимает проблема ранних христиан. То как они пришли к власти и как насаждали свою религию. Брали к себе серых да убогих, коих много. С начала они отобрали здание библиотеки у языческих ученых. Затем стали требовать больше власти. В конце концов прикрываясь священным писанием, спасающим от личной ответственности, потребовали отстранения от политической деятельности единственной женщины способной думать.

    Христиане выглядят как стая зверей.

    Все знают, что это не единственный пример. Движимые своим пастырем, который желает власти и злата, христиане насилием, огнем и мечом создают истинно христианский город. Но живых свидетелей нет и сказать о том что там было некому.

    А что такое христианство вообще. Это хорошая попса. А народ любит попсу. Тезисы Христа говорил еще Конфуций, Зороастр, Будда. Но понимали их только просвященные. Чтобы до народа дошел глас божий, нужно упростить логику повествования. Еще нужно чтобы с самого рождения человек был в чем-то виноват. И всю свою жизнь посвятил покаянию. И соответственно ради этого делал все что ему скажут не из под палки. Как в «Книге Элая», библия нужна чтобы собрать людей в какую-то управляемую группу.

    Вспоминается толи Зороастр, толи другой мудрец, который придумал 10 основных заповедей и унитарные религии по заказу своего царя. А именно, заказ выглядел как самомотивированная работа подданных на царя. И все это для того, чтобы можно было управлять дураками. [1]

    Еще вспоминается Хасан ибн Сабах и его правление, которое практиковало религиознй нигилизм. Тогда как сами ассасины были глубоко верующими и одурманенными людьми. [2]

    Грустная правда фильма в том, что умных людей мало. И почему их становится меньше. Глупые хотят есть и жить, а это возможно за счет конфискации у умных. Не напоминают ли действия христиан — действия революционеров. Как они вели себя в Александрийской библиотеке? «Мы старый мир разрушим, мы новый мир построим!» Очень напоминают. А сама Гиппатия? Была вся такая интеллигентная учительша, но тут пришли революционеры и стала она просто ведьмой. «Умная женщина не может быть тенью мужчины.»

    Но как она вывела на песке с помощью палки и веревки закон Кеплера! Потрясающе!

    23 октября 2010 | 23:36

    Историческое кино всегда было весьма специфичным жанром, ведь совместить историческую точность с собственным взглядом — задача непосильная для иного режиссера. Весьма зыбкий баланс, если его все же достичь, отнюдь не гарантирует похвалы требовательного зрителя: воспитанная на сказаниях о героях и просто выдающихся личностях, публика порой отвергает ленты без масштабных съемок и упоминания громких событий. «Агора» Алехандро Аменабара — не просто очередная экранизация событий Древнего мира, но еще и идеальная возможность для зрителя оценить исторический фильм без пафоса и бравады, углубиться в древний мир, не опасаясь быть обманутым альтернативным взглядом творца. Ручаться за абсолютно правдоподобное описание 391 года до н. э. опрометчиво, но разочароваться не придется как рядовому зрителю, так и поклоннику эллинистической эпохи.

    «Агора» уместила в себе несколько сюжетных линий, главная из которых, без сомнения, — повествование о Гипатии, античном мыслителе, чьи труды ставят под сомнение оригинальности открытий таких титанов науки, как Галилей и Коперник. Первая женщина в ученом мире, она развила идею предшественников о вращении Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как считали ее современники, и открыла явление вращения Земли. Люди, считавшие планету плоской, на ее лекциях словно прозревали, ибо свет науки, излучаемый Гипатией, рассеивал тьму загадок и сомнения в умах слушателей. Величие ее ума дополнялось красотой, она влюбляла в себя, восхищала — трудно отрицать, что прекрасная Рэйчел Вайс идеально подошла для этой роли. Монолит науки на хрупких плечах девы — символ грядущей новой эпохи.

    Не на фоне, а именно параллельно следует описание религиозных перемен — на смену развратному язычеству и политеизму в частности приходит набирающее силу христианство. Весьма деликатный вопрос, способный оскорбить иные взгляды, в «Агоре» представлен на редкость правдиво и исторически верно: наступление христианства было постепенным, сопровождалось разрушениями и реками крови. Церковь, как посредник меж богом и человеком, своеобразно толковала вопрос об убийстве: совершенное против иноверного в назидание или наказание, оно не считалось преступлением. Карая язычников, христиане были нетерпимы и к науке, одним из главных представителей которой была Гипатия. Она принесла в жертву науки не только любовь, отвергнув воздыхателей, но и религию — Гипатия отказывалась принять христианство, что с позиции ученого того времени было вполне обоснованно. «Если веришь — не сомневаешься», — говорила она, и, веруя лишь в науку, отвергала вызывающую сомнения религию.

    Трагический конец Гипатии символизирует последующее отношение церкви как к науке, так и к женщине — в последствии тысячи ученых были убиты как еретики, а сотни тысяч (по некоторым данным миллионы) женщин — как ведьмы. Но жертва этой великой женщины, верной своему призванию до самого конца, не оказалась напрасной — ее труды до сих пор вызывают как минимум уважение, а Земля все так же вращается вокруг Солнца в память о той, что сама была светилом для окружающих. Сказание о ней, именуемое «Агора» — настоящий подарок для любителей эллинистической эпохи, поклонников философии и исторического кино.

    9 из 10

    20 февраля 2010 | 01:23

    Эпиграф:

    Крылатый серафим, упав с лазури ясной

    Орлом на грешника, схватил его, кляня,

    Трясёт за волосы и говорит: «Несчастный!

    Я — добрый ангел твой! узнал ли ты меня?…

    Пока в твоей душе есть страсти хоть немного,

    Зажги свою любовь на пламеннике Бога,

    Как слабый луч прильни к предвечному лучу!»

    И ангел, грешника терзая беспощадно,

    Разит несчастного своей рукой громадной,

    Но отвечает тот упорно: «Не хочу!»

    Шарль Бодлер, «Непокорный», перевод В. Брюсова

    Фильм А. Аменабара — действительно потрясающее разоблачение ханжества и жестокости, возникающих, когда смешиваются слепая вера толпы и корыстные интересны её главарей.

    Пожалуй, это один из лучших фильмов о вере — чистой и спокойной вере образованного человека, и злобной, не терпящей компромиссов вере невежд.

    При этом главная героиня, Гипатия, лишь жертва окружающей её вакханалии. Как и любой творец и мыслитель, она живёт одновременно и в мире, и над миром. Она ничего не требует от мира, а лишь любит его и его совершенство (и более никого), любит познание, тот вечный, но неповторимый, как огонь, процесс, который и есть истина, — живая истина рассуждающего ума и чувствующего сердца, а не мёртвой древней догмы. Той догмы, что готова сокрушуть не только камни, но и жизни. И всё это, чтобы искоренить возможность мыслить и говорить свободно, а не в общем хоре стада человекообразных существ.

    Гипатия уступала и замолкала сколько это было возможно, но когда речь зашла о принуждении её собственной личности, она проявила твёрдость большую, чем окружающие мужчины, — покорившиеся «неизбежному» ради своих целей и оправдывающиеся тем, что «теперь такие времена».

    Аменабар без прикрас показывает дикость, до которой могут дойти люди. И эта дикость, от которой испытываешь ещё большее омерзение, потому что она прикрыта именем Иисуса Христа. Жизнь Христа была и есть — лучшее обличение христианской церкви как организации. Его истинное учение (которое нужно искать в прямой речи Иисуса в Евангелиях) как раз показывает, что христианские фанатики (как и фанатики вообще) — это даже не мерзакая карикатура на Иисуса, а негатив, т. е. прямая противоположность. Это и есть в буквальном смысле антихристы. И в фильме это показано эффектным переворачиванием камеры, являющей, как глумясь над мудростью веков, люди перестают быть людьми, превращаясь в антилюдей, нелюдей.

    Фильм хорош и тем, что никогда не потеряет актуальность. Фанатизм (неважно какой религии или идеологии) процветает и в наши дни. Если говорить о России и о христианстве — легко можно узнать выражение лиц громил из фильма, кричащих «аллилуйа» ("слава Богу»), — в лицах «Православных хоругвеносцев`и им подобных; а риторику пастырей из фильма услышать в риторике так называемых «сектоведов» Дворкина и др., всевозможных блюстителей «нравственности, добродетели и благочестия», готовых любому перегрызть горло ради «всеобщей любви». Весь этот мир дикости и фальши рядом.

    Фильм потрясает ещё и визуальными образами, и музыкой, и, конечно, игрой актёров. А если кто-то недоволен содержанием, то пусть объяснит как жестокие убицы (в прямом смысле слова, см. источники) от римского Константина I до русского Владимира I и далее — были названы Церковью «святыми»? Что требуется от человека для такой «святости» ясно показано в фильме «Агора».

    10 из 10

    11 февраля 2010 | 19:01

    Солнце. Истинный центр неба, идеальный круг. В представлении древних греков Солнце и все планеты вращались вокруг Земли по правильной круговой орбите, создавая дивную гармонию сфер. Эта теория о геоцентрическом строении мира, предложенная Платоном, была бездоказательна, но и опровергнуть учение было некому — оставалось лишь вести философские споры да созерцать небесную твердь.

    Гипатии повезло. Будучи дочерью Теона, управителя прославленной Александрийской библиотеки, она с младых лет изучала науки и достигла в них такого совершенства, что лучшие мужи античности почитали за честь учиться у неё. Восхищённо именуемая современниками Афиной по уму, Герой по осанке и Афродитой по красоте, она уже стоит на пороге открытия, способного перевернуть представления об устройстве мироздания, но… Гипатии не повезло. Как и другим несчастным, кому довелось жить в век перемен. Некогда великая Римская империя за долгие столетия переродилась в колосса на глиняных ногах, и её неизбежный конец оказался лишь вопросом времени. Молодое христианство, окрепшее на грязных улицах бедных кварталов, готовится стать той судьбоносной силой, которая низвергнет языческих богов и на руинах прежнего уклада построит свой, замешанный, как водится, на крови.

    Алехандро Аменабар использовал в своей картине очень пластичный материал. С одной стороны, героями ленты стали подлинные исторические лица. С другой — многие факты в фильме спорны, и даже, аккуратно уложенные в канву повествования, не претендуют на роль истины, скорее, режиссёр предлагает заняться её поисками самому зрителю. К этому подводит и название: агора, место собраний и споров, становится средоточием конфликта между старым и нарождающимся новым миром. Трагедия в том, что в запале самоутверждения новое варварски уничтожает неудобное старое, и для этого под рукой имеется неограниченный запас камней. Смена эпох всегда сопровождается ломкой. И персонажи поставлены перед проблемой выбора между равноценными величинами, но, предпочтя одно другому, каждый неизбежно что-то теряет.

    Эта двойственность нашла символическое отображение и в эллипсе Гипатии, круге с двумя центрами. На эмпирических весах героини качаются противоположные философские теории, и, отринув круговорот планет Платона ради гелиоцентризма опального Аристарха, неоплатонистка Гипатия, по сути, предаёт своего учителя. Идеальный круг преобразуется в реальный эллипс, и, казалось бы, внутренняя гармония достигнута. Но переворота в науке не будет, потому что свой второй выбор мудрейшая сделала по велению сердца. Её неприятие христианских догматов — вопрос не веры, а внутренней свободы. Отказаться от преподавания, отречься от философии, облачившись в добродетель скромной христианки — так же невозможно, как посадить на цепь блуждающую звезду. И когда лучи восходящего Солнца окутали её сияющим ореолом, а гордые плечи расправились, освобождённые от гнёта незаконченных дел, сквозь внешнее спокойствие Гипатии проступила тревожная готовность к жертвенности. У блуждающих звёзд нет постоянной орбиты, и они вечно рискуют разбиться, сбившись с пути.

    А тем временем свой выбор делает история, и лучшие ученики оказываются по разные стороны идеологического барьера. Но сложность античности окончательно проигрывает простоте и мощи христианства — оттого образы религиозных лидеров столь монументально однозначны. Единый бог как единственное светило воссиял над толпой, и сотни фанатов веры ринулись ломать всё, противоречащее собственным канонам, включая ересь философии и колдовство астрономии. Ни сильный разумом Синезий, ни слабый любовью Орест не могут противостоять такому натиску, и лишь бывший раб, безнадёжно влюблённый Давус, которого даже не существовало на самом деле, бросается вперёд в отчаянной попытке спасти Гипатию от мучительной смерти. Этот запоздалый акт милосердия стал моральной правкой режиссёра, внесённой в несправедливый исторический контекст. И камера беспристрастно уходит ввысь, откуда такой мелкой выглядит вся эта человеческая суета, ведь только время может рассудить, чьё имя более достойно вечности.

    Прошли века, и сегодня фактурные христиане из фильма вызывают непрошеные аналогии с современными экстремистами, а сам институт церкви оброс таким количеством сложностей, что и не снились древним мыслителям. Коперник заново создал модель Солнечной системы, а Кеплер вторично открыл эллиптическую орбиту Земли. После беспросветной тьмы Средневековья и безжалостных костров инквизиции наука всё-таки восторжествовала. Но как знать, нет ли у человечества в запасе ещё одного крепкого камня, чтобы самонадеянно сбить с небосклона неосторожную блуждающую звезду… и ещё на тысячу лет погрузить мир в хаос душевной несвободы и тотального безмыслия.

    19 мая 2012 | 18:53

    Агора. Центральная площадь древнего города. Своеобразный экономический и политический центр, на котором решались судьбы, может быть и незаметно, но тем не менее значимо влиявшие на дальнейшую историю. Именно на агоре в IV веке н. э. решилась судьба богатейшей Александрийской библиотеки, также, как и решилась судьба самого города. Противоречие религий и, как следствие, противоречие взглядов и мысли во многом схожих людей, которых разделяло лишь понимание устройства мироздания, вылилось в беспощадную борьбу, беспощадную по-настоящему, без компромиссов и альтернатив. Ведь христианство на заре своего распространения, получив должную свободу, проявило себя весьма агрессивной религией. И этот факт, уже давно скрытый тенью веков, тогда играл решающее развитие в становлении устройства не только взглядов простых обывателей на окружающий мир, но и в играх власти, направленных на контроль над общественными массами.

    Она только женщина… И этим всё сказано. Гипатия, видный деятель научной мысли своего времени, чьи записи были похоронены эпохой перемен, служит в фильме Алехандро Аменабара на большей части действия лишь конкретизированным примером, показательной жертвой жестокого противостояния, победителя которого мы все с вами знаем. Условности, переходящие в конкретные действия, разжигающие огонь розни и бесчинств, сделали александрийскую агору местом центрального действия, апофеозом развернувшихся событий, когда уничтожается история и рождается новая. Процесс, который не остановить, который перемелет каждого, воспрепятствовавшего ему, также как не обходит он стороной и Гипатию, сделавшую когда-то свой осознанный выбор, самой определившей свою судьбу.

    Небесное устройство. Причудливое и абстрактное. Разговоры о звёздах и оптические обманы судьбы, революция во взглядах и научные споры на фоне нарастающих противоречий, когда все неугодные будут побиты камнями. Чудо, которое на самом деле не такое уж и чудо. Это всё пустое. Какое это имеет значение, когда все действующие лица — лишь силуэты в контексте основных событий. Алехандро Аменабар, сочетая в «Агоре» драму человека, драму страстей и драму эпохи перемен нерешительно отдаёт предпочтение последней, дабы было зачем показать масштабность оформления своего фильма. Режиссёр временами склонен любоваться видами самого древнего города, его знаменитым маяком. Но это вполне простительно, потому что действительно стоит разок увидеть то, на что раньше могли смотреть лишь птицы со своих высот. Декорации полностью соответствуют потраченным миллионам, и вместе с атмосферой того времени и выгодными ракурсами составляют настоящее достоинство «Агоры».

    Действие фильма оказывается неожиданно динамичным, за ним интересно наблюдать, и что самое главное — оно просто и понятно, при этом полностью соответствуя своей тематике. Однако при хорошей режиссёрской работе на протяжении практически всего фильма очень трудно прочувствовать драму, которая сама по себе проходит через зрительское восприятие чересчур легко. Ей не хватает той тяжести эмоций, которая должна давить на зрителя для получения наилучшего эффекта. Фильм оказывается неожиданно бесцветным, как и его итог, который пробирает вовсе не яркостью последних минут, а тем, что всё то, что тянул Аменабар через всю свою картину, внезапно отступает. Крушение державшихся веками устоев, насилие и нетерпение к несогласным, смена полярности взглядов, вся та драма времён, которую наблюдаешь в киноленте — всё уходит, оставляя лишь голую жалость и сочувствие к главной героине. Бесцветность фильма, трудно прочувствованные эмоции? Это всё пустое. Финал, во многом скоротечный и предопределённый, перемалывает всё.

    4 ноября 2011 | 21:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Нельзя просто так взять и объявить кастинг седьмого эпизода «Звездных войн». Столь любимая завеса секретности, присущая проектам Джей Джей Абрамса, продолжает скрывать правду об актерах, причастных к проекту, поэтому приходится довольствоваться слухами. На этой неделе появилось новое имя — Оскар Айзек, известный по фильму братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса». (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Перейдём к нашим священным коровам - трейлерам. Я выгоню их на лужок попастись и пощипать свежей травки, а параллельно главный ковбой объяснит, почему «Зорьку» не стоит называть «Дросидой». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Никаких добрых делNo Good Deed24 250 283
    2.История дельфина 2Dolphin Tale 215 873 397
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8 102 358
    4.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles4 855 136
    5.Типа копыLet's Be Cops4 378 297
    12.09 — 14.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.ГонкаRush8.380
    66.МалышThe Kid8.379
    67.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.378
    68.Терминатор 2: Судный деньTerminator 2: Judgment Day8.363
    69.Человек дождяRain Man8.356
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.75%
    12.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.62%
    13.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.60%
    14.БёрдменBirdman94.59%
    15.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 294.27%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ПомниMemento238
    Могучий Джо ЯнгMighty Joe Young8
    Девушка с татуировкой драконаMän som hatar kvinnor116
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner21
    Одинокий рейнджерThe Lone Ranger290
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.167
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.209
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.375
    Корпоратив4.397
    Человек ноябряThe November Man6.036
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры