всё о любом фильме:

Агора

Agora
год
страна
слоган«Александрия, Египет 391, год н.э. Мир изменился навсегда»
режиссерАлехандро Аменабар
сценарийАлехандро Аменабар, Матео Хиль
продюсерФернандо Бовайра, Альваро Аугустин, Симон Де Сантьяго, ...
операторКсави Хименес
композиторДарио Марианелли
художникГай Диас, Мэттью Грэй, Стюарт Кернс, ...
монтажНачо Руис Капильяс
жанр драма, приключения, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Испания  3.49 млн,    Италия  410.7 тыс.,    Франция  280.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время126 мин. / 02:06
Действие происходит в Александрии (Египет), в конце эпохи Римской Империи. Христианство набирает популярность и, опираясь на низы общества, становится политической силой. В это переломное время живёт философ, математик и астроном Гипатия, имеющая большое влияние на умы правителей…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (42 619)
ожидание: 83% (630)
Рейтинг кинокритиков
в мире
53%
47 + 42 = 89
5.7
в России
60%
3 + 2 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Гипатия, как считается, изобрела ареометр — прибор для измерения плотности жидкости. Ее имя нанесено на карту Луны.
    • Режиссёрская версия фильма, представленная на Каннском кинофестивале, имеет хронометраж 141 мин.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1312 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Новый фильм «АГОРА» известного испанского режиссёра Алехандро Аменабара о том, как христианство побеждало иудаизм и язычество, как в конце концов завоевало римскую империю и стало официальной религией.

    В конце 4-го века нашей эры римская империя переживала свои последние дни. Александрия — египетская провинция — ещё сохранила своё былое величие. Языческие традиции уживались в городе с иудейскими. Обе традиции соседствовали с новой запрещённой, но быстро развивающейся религией — христианством.

    Для христиан этот фильм может показаться провокационным. Хотя, возможно, именно в этом и состояла цель известного испанского кинорежиссёра Алехандро Аменабара («Море внутри», «Другие», «Открой глаза»).

    - Когда я был ребенком, то верил в Бога — так меня воспитали родители-католики, но, утратив веру, я стал оптимистом.

    Алехандро Аменабар родился в Чили в 1972 году, но год спустя его семья переехала в Испанию, где режиссёр и вырос. Он дебютировал в большом кино психологическим триллером «Тезис» (1996) и снискал национальный успех уже следующим фильмом «Открой глаза» (1997) с Пенелопой Крус в одной из главных ролей. Многие смотрели американский ремейк этой испанской картины — «Ванильное небо». В 2001 году Аменабар сделал свой первый англоязычный фильм — «Другие», принесший ему международное признание.

    - Я по убеждениям агностик, то есть я не знаю, существует ли жизнь после смерти. Честно говоря, подозреваю, что нет. С этим надо жить, и это никак не обедняет жизнь, не делает ее бессмысленной, — сказал в интервью Алехандро Аменабар. — Я бы хотел умереть на море. Но пока живу в самом центре Испании. Моя мечта о старости — жить на берегу, смотреть на море.

    «Агора», возможно, и не самый лучший фильм режиссёра, но декорации в фильме впечатляют. Я был в Египте, в Греции, и могу сказать, что обстановка храмов воссоздана с удивительной точностью.

    В центре фильма «Агора» великая жизнь, страстная любовь и трагическая гибель прекрасной Гипатии, первой в истории женщины-ученого — философа, математика, астронома. Гипатия была выдающимся астрономом, предвосхитившим открытия Галилея, Коперника и Кеплера. На её лекции стекались тысячи, к её слову прислушивались мудрецы и правители, красота её тела и ума разбивала сердца.

    Её любили многие мужчины, а она любила философию!

    Гипатия размышляла о строении солнечной системы, в то время как окружающие её люди враждовали и убивали, прикрываясь каждый именем своего бога. Философ Гипатия выступала за примирение и любовь, в то время как религиозные вожди, на словах проповедующие любовь, от имени Бога призывали к убийствам, и убивали.

    Но истинный Бог не может призывать к убийству. Ибо Бог есть Любовь!

    «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (Иоанн Богослов — 1. Ин.4.8.)

    Вокруг идут религиозные распри, каждый борется за своего бога, а Гипатия учит философии как любви и свободе. Завистники не терпели славы и популярности этой женщины, окутывая ее клеветой и интригами.

    - Она ни во что не верит.
    - Я верю в философию!
    - Они хотят, чтобы город стал христианский.
    - Это называется «торговля верой».

    - Когда веришь, не сомневаешься, не должен сомневаться, — говорит Гипатия. — А я должна! (потому что философ — НК).

    В Александрии было множество религий. И христиане воевали за доминирование. Они вначале расправились с язычниками, а потом и с иудеями. Библиотека в Александрии была уничтожена. Христианской вере не нужны были знания. Выступая от имени бога, люди на деле осуществляли свои интересы, боролись за власть. От верующих требовали подчинения, нет, не Богу, а епископам, проповедующим слово божие.

    В результате междоусобной религиозной войны христиане победили: языческие храмы были закрыты, библиотеки разграблены, язычество запрещено, евреи изгнаны из Александрии. Христианство стало господствующей государственной религией. Многие язычники перешли в христианство. Власть выбрала религию, наиболее удобную для управления массами.

    Люди за две тысячи лет не изменились, если судить по кровавым стычкам на религиозной почве последних лет.

    Чтобы понять происходящее, нужно посмотреть на себя извне. И режиссёр постоянно смотрит на происходящее сверху, как бы глазами бога — как люди убивают друг друга из-за любви к своему богу.

    В фильме «Агора» епископ Кирилл требует уничтожить не подчиняющегося ему свободомыслящего философа. Он объявляет Гипатию ведьмой. В 415 году Гипатия была растерзана разъяренной толпой. Тело Гипатии христиане забросали камнями, потом протащили по улицам Александрии и сожгли на площади.

    Орест — префект и ученик Гипатии — исчез, а епископ Кирилл стал правителем Александрии. Впоследствии Кирилл стал отцом церкви и был посмертно канонизирован.

    В последней проповеди патриарх Кирилл, говоря о торжестве православия, в частности, сказал:

    «Церковь земная именуется церковью воинствующей, церковью, находящейся в борьбе. Наша борьба не борьба с человеческими взглядами, убеждениями; наша борьба не с плотью и кровью; наша борьба против сил тьмы, наша борьба за истинную веру, через которую только и способна сохраняться нравственная природа рода человеческого, вне зависимости от того, насколько люди знают или не знают истинную веру, принимают её или не принимают».

    Но какая вера истинная?

    P.S. Читайте мою статью о фильмах Алехандро Аменабара «Море внутри — умереть легче, чем жить».

    © Николай Кофырин — Новая Русская Литература

    28 марта 2010 | 09:54

    Трудно представить что-то более далекое от переживаний сегодняшнего дня, чем Александрия конца 4-го века. Трудно представить что-то более злободневное, чем та история, что рассказал про Александрию 4-го века испанский режиссер Алехандро Аменабар в «Агоре». Прошло больше полутора тысяч лет, а за окном все те же толпы, готовые резать и закидывать камнями (взрывать, таранить самолетами) друг друга, прикрываясь каждая именем своего бога…

    Все что-то слышали про знаменитую Александрийскую библиотеку. В основном то, что она сгорела. Аменабар показывает то, что происходило вокруг этого события — противостояние язычников, иудеев и христиан, беседы философа Гипатии с ее учениками об устройстве Вселенной… И историю любви — почти невысказанной, спрятавшейся за философией и войной. Любви к одной женщине, той самой блистательной Гипатии, двух очень разных мужчин, ее учеников — раба, ставшего воином, и музыканта, ставшего политиком. И оба в итоге ее предали.

    … «Агора» — почти уникальный пример такого кино, где очень внятно и достоверно (73 миллиона долларов, на минуточку) показанная древность служит фоном для очень сегодняшнего, горящего, кричащего сюжета. Аменабар, всегда снимавший на грани нервного срыва («Другие», «Море внутри», «Открой свои глаза»), в этот раз превзошел себя в эмоциональности. Кто-то скажет: надрыв. Люди добрые, некоторые вещи стоят того, чтобы о них кричать. Впрочем, Аменабару удается находить баланс между криком и медитацией. Его надрыв не заслоняет блестящего художественного решения. Несколько кадров остается в памяти и спустя много часов после просмотра. Например, разорение Александрийской библиотеки христианами, снятое с высоты в убыстренном темпе, отчего погромщики в черных капюшонах становятся так похожи на муравьеьв — метафора, согласен, лобовая, но очень уж хлесткая. Или эпизод, в котором один из героев с налитыми яростью глазами бежит к воину-христианину, и до последнего мгновения мы не понимаем, кого же человек с оружием будет крушить — статую языческого идола или нового собрата по вере…

    «Агора», как хороший пирог, состоит из трех слоев. Первый, самый верхний и явный — война религий. Фильм Аменабара не антихристианский, как могло бы показаться на первый взгляд. Он против любой толпы. Любой идеологии как способа управления. В каждом языке мира патриотизм всегда означал и будет означать «убей иноверца». И так ли уж важно, кто кого первым начал закидывать камнями: язычники — христиан, или христиане — евреев. Любой бог — после Аменабара сложно писать с большой буквы — по определению служит ширмой для всяческой гадости. И еще он — этот или тот, неважно — бог ест любовь. Даже не просто ест — сжирает. Именно в этом — главная мысль фильма.

    «Начинка» — та самая любовь. Несостоявшаяся. Гипатия, посвятив жизнь науке, сознательно обрекает себя на одиночество. Впрочем, глядя на то, как последовательно сдуваются ее потенциальные мужчины — ради карьеры принявший христианство Орест и ради драйва ставший убийцей бывший раб Даус, — кажется, что философическая девственность — не худший вариант для неглупой женщины. Рэйчел Вайс в заглавной роли великолепна, кроме того, и внешне, и внутренне очень похожа на… впрочем, это субъективно-личное:)

    Третий слой — наука. Вокруг летят камни и льется кровь, а Гипатию заботит движение Земли вокруг Солнца — казалось бы, так себе насущный вопрос, особенно в ситуации гражданской войны. Однако, именно эта погруженность в свое дело долгое время помогает ей не сломаться среди всеобщего озверения. В мире предателей и фанатиков — что остается, кроме как смотреть на звезды…

    9 из 10

    13 марта 2010 | 14:39

    Непонятно, почему этот фильм называется «Агора», а не «Гипатия», ибо главным героем, несомненно, является она: женщина-философ, неоплатоник, астроном, атеист, доверяющий больше звездному небу, чем ненадежным человеческим страстям. На фоне все усиливающихся религиозных распрей: христиане против язычников, христиане против иудеев, — Гипатия занята исключительно радостями «биос теоретикос», жизни созерцательной, отказывая себе даже в радостях плотской любви, хотя в претендентах на ее руку и сердце недостатка не наблюдается. И как мы знаем из истории, Александрия начала 5 века — не лучшее место для аполитичных, толерантных и внерелигиозных занятий…

    Фильм стоит прежде всего посмотреть христианам всех мастей — чтобы напомнить себе, сколь нетерпимыми, жестокими и безрассудными могут быть и поборники «религии любви». Фильм стоит посмотреть и прагматикам любых разновидностей — чтобы оценить, сколь опасными могут быть такие, казалось бы, безобидные занятия философией, и сколь мужественно могут встречать философы грозящую им гибель. Фильм стоит посмотреть просто любителям истории, ибо режиссер Аменабар не пожалел ни денег, ни сил, чтобы воссоздать прекрасную белокаменную Александрию — эллинистический шедевр…

    Предположение режиссера, что Гипатия предвосхитила кеплеровскую теорию конических орбит, весьма вдохновляюще; непонятно, однако, почему он в начале фильма называет христиан «запрещенной сектой» — ведь последняя, юлианова реставрация язычества закончилась за 7 лет до рождения Гипатии. Вообще, по фильму, время над Гипатией, похоже, не властно: события фильма разворачиваются с 391 года, когда была разрушена христианами Александрийская библиотека, по 415, год смерти Гипатии, — однако она выглядит в обоих случаях совершенно одинаково. Однако 20-летняя и 45-летняя женщины не могут не отличаться. Смешным выглядит и пожелание Гипатии своему влюбленному в нее ученику посвятить свое время другой музе — музе музыки: среди девяти классических античных муз такой музы просто нет. Наконец, один из героев фильма, ученик Гипатии Синезий, как известно, умер раньше своей учительницы и поэтому никак не мог склонять ее к христианству.

    Но все эти досадные несоответствия нисколько не умаляют достоинств «Агоры»: фильма смелого, умного и красивого…

    7 из 10

    15 февраля 2010 | 23:11

    Фильм смотрел несколько раз и удивился смелости режиссера, в том, что он решил показать обратную сторону медали. Может это я так понял, но все же таких фильмов мало, которые бы показывали правду, как бы неприятно её не было услышать, увидеть. А правда, на мой взгляд в том, что все мы люди и религия не делает человека автоматически святым, а подчас она делает из него узколобого фанатика. Христианство на мой взгляд принесло нетерпимость к мнениям, верованиям и культуре других людей, что характеризует её в некоторых её проявлениях, как весьма фанатичную религию. Для меня стало открытием, то, что оказывается церковь практически с самого начала была враждебна научным знаниям и свободомыслию, а не с момента разделения на Западную (Католическую) и Восточную (Ортодоксальную) в 1054 году, когда и возникла «святая» инквизиция и крестовые походы. В 415 году группа египетских христиан, сторонников епископа Кирилла (в последствии канонизированного), напала на Гипатию и убила её. А в наше время представители Церкви отрицают вину еп. Кирилла в трагической гибели Гипатии. В итоге фильм заставляет серьезно задуматься и сделать переосмысление некоторых вещей и открывает глаза на реальность в некоторых её аспектах. Я не хочу критиковать религию за её 2000 — летнюю нетерпимость к науке, знаниям и к рациональному мышлению. Цель фильма в том, чтобы показать, что причисление себя к какой-либо религиозной системе не дает тебе повода не уважать жизнь других и их понимание мира.

    Закончить отзыв хотелось бы небольшой притчей:

    «На лугу паслось стадо овец. Вдруг из ближайшего леса внезапно появились львы и набросились на стадо. Луг обагрился овечьей кровью. После кровопролития львы и не подумали убраться восвояси. Они остались и тем самым лишили овец их прежней свободы. Овцы очень страдали от этого, так как постоянно испытывали на себе превосходящую силу львов. Наконец они собрались все вместе, чтобы обсудить создавшееся положение. В любом случае так продолжаться больше не могло. В стаде была одна старая и хитрая овца, которая рассудила следующим образом: «Силой львов нам не одолеть. Ведь мы не можем в них превратиться. Но кое-что в нашей власти. Мы можем из диких львов сделать ручных овечек. Нам необходимо только одно: заставить их отойти от своей природы». Терять было нечего, овцы решили внять речам самой мудрой из них. И вот эта смелая овца, исполненная вдохновения, приблизилась к кровожадным львам и обратилась к ним с такими словами: О, вы, бесстыдные лгуны! Вы, не ведающие о вечном проклятии! Для вас, львов, я — посланник Бога. Я — свет для помраченных очей, я пришла, чтобы издавать законы и составлять приказы. Отрекитесь от своих постыдных деяний! Вы, несущие в себе зло, подумайте о добре! Кто дик и жесток, тот тиран. Праведность питается не мясом, но травой. Бог любил вегетарианцев. Ваши острые зубы — это ваш позор. Рай принадлежит слабым. Плохо и недостойно стремиться к благосостоянию. Бог благоволит к бедным, а не к богатым. Вместо того чтобы умерщвлять овечек, умерщвляй свою плоть, и будешь вознагражден! Должно быть, вы лишены разума, если не забываете о самих себе. Распахните глаза, откройте уши, разомкните губы, чтобы дать возможность вашим мыслям достигнуть заоблачных высот. Этого пастбища не существует, это иллюзия, а вам не годится довольствоваться иллюзией!» Так говорила мудрая овца. И случилось то, что и должно было случиться. Львы, уставшие от постоянной борьбы, постепенно начали перенимать образ жизни овец. Они начали, есть траву, их зубы со временем затупились, а внушающий ужас огонь в глазах потух. Постепенно и мужество оставило их сердца. Они утратили способность властвовать, лишились самоуважения, силы и благосостояния. Их физическая сила ослабла, зато их души наполнились страхом. Страх перед смертью и перед божественным судом поглотил все их существо. И этот страх стал источником многочисленных болезней, причем таких, о которых львы прежде и не подозревали. В стаю некогда могущественных львов проникли бедность и мелочные склоки.»

    Замечательный фильм.

    15 декабря 2011 | 15:07

    Можно сколько угодно оценивать и комментировать роль, поступки, методы христианства- это ничего не изменит в истории. Все было как было. Это одна из самых бесконечных тем. Хочется оценить непосредственно само кино.

    Понятно, что фильм рассказывает нам именно о раннем христианстве. Эта тема неоднократно поднималась во многих художественных произведениях. Я немало читала и знаю об истоках этой религии, но было очень интересно и, в то же время, тяжело наблюдать такое воочию. Тяжело было не столько оттого, какими методами достигалось желаемое, сколько оттого, что с узнаванием каждого нового факта из истории завоеваний, я все более и более теряю ту высокую оценку справедливости, правомерности христианской религии, которую мне прививали всю жизнь, может быть, не столь заслуженно по отношению к этому верованию. В фильме и показана неприглядная правда. Но, это, что касается истории.

    Аменабар показывает нам две сюжетные линии, которые сначала идут параллельно, а потом сливаются воедино. Я бы сказала, что это не история женщины-философа Гипатии, но попытка осмысления ее роли в историческом процессе и влияния не только на дальнейшее развитие науки, философии, но и умы людей, окружавших ее. Это и просто человеческая история взаимоотношений. Каждый персонаж здесь показан достаточно ярко, индивидуально. Отлично показаны черты характеров, мотивы героев, поступки их вполне логичны.

    Честно скажу, начало мне показалось немного затянутым, и я с трудом пыталась включаться в действие, но по ходу своего развития, сюжет начал набирать обороты, вызывать довольно бурные эмоции.

    В фильме множество эмоционально напряженных сцен, что радует. Мне понравилась сцена погрома в библиотеке- сердце просто разрывалось за бесценные литературные сокровища! Великолепна сцена раздумий Гапатии об истинной форме земной орбиты- отлично показана и отыграна. И, конечно, трагическая сцена убийства Гипатии не может оставить равнодушным никого! Все это показано очень живо, точно, я бы даже сказала, в благородной манере.

    На актерской игре как то даже и останавливаться стыдно… Великолепно выступили абсолютно все! Это истинно так! Остается только еще раз отметить, насколько талантлива одна из моих любимейших актрис Рейчел Вайс! Это доказывает каждый новый просмотренный мною фильм с ее участием! Однако, роль Гипатии, я думаю, станет одной из основных вех в ее актерской карьере.

    Музыка прекрасна! Отлично дополняет видеоряд, выражает эмоции и настроения действующих лиц и атмосферу сцены. Композитору- низкий поклон!

    Режиссура, как уже говорилось выше, великолепна! Отличные общие планы, виды города, а виды из космоса стали для меня своеобразным историческим новаторством- я подобного еще не видела именно в таком контексте.

    Специально пишу о работе режиссера ближе к концу и по возможности компактнее, потому что могу бесконечно восхищаться- что там скрывать- САМЫМ любимым моим режиссером и АБСОЛЮТНО ВСЕМИ его работами БЕСКОНЕЧНО! Все же я пишу рецензию на один фильм, а не на все творчество гениального Аменабара!

    Фильм «Агора» я ждала очень долго и теперь рекомендую смотреть его всем желающим. Это истоки наших с вами верований, это истоки науки. Это великое прошлое! Если вы интересуетесь историей, если вы изучаете религии, если вы поклонник хорошего, талантливого Кино, если вы поклонник Алехандро Аменабара или Рейчел Вайс, если, наконец, вы хотите увидеть драматическую историю Великой Женщины, Великих идей, Великой войны, Великой Любви, Великой трагедии, то Вам- сюда! Такое кино стоит смотреть!

    18 февраля 2010 | 18:32

    Трудно было смотреть, немного жутковато.

    У Вас не было такого ощущения после просмотре фильма будто бы та вера в которую вы верили, оказалась ложной и не такой прекрасной какой она казалась до просмотра.

    В этом фильм затрагиваются почти все на то время основные вероисповедания и самой чистой на фоне христианства оказывается языческая. Христиан показывают как кучку фанатиков, убийц, сумасшедшую толпу, овцы, впрочем какими и есть большинство верующих и по сей день. Евреев же нам показывают как нейтральную сторону которая будет кусаться если укусят ее. Мы привыкли видеть христианство как истину, во всем, принципе это самая щадящая вера, не принуждающая ни к чему, провинился- покайся.

    В фильме четко показано, что те кто не понимают что говорят другие уничтожают источник неясности. Честно было немного больно смотреть момент когда разрушали библиотеку.

    Вы наверно начнете цепляться за историю, хронологию событий происходивших на самом деле, людей. Но ведь если бы их не было в картине не было бы того чувства блаженства той связи что»… если две величины, равны третьей, значит они равны между собой…» просто таки математика чувств. Она была бы не цельна.

    А на счет возраста главой героини Гипатии то тут можно поспорить, как бы выглядела женщина в 20 и в 45, великие умы человечества если вспомнить и в 60 на 60 не выглядят, я не о теперешних ученых!А о тех людях которые продолжают жить в нас, которые когда то наделали столько открытий что самые великие умы теперешнего времени разгребают, и то не все остается понятно

    2 июля 2010 | 21:20

    Эмоциональный, цепляющий, жестокий фильм, затрагивающий религиозную тему. Основной темой (лично для меня) стало изображение конфликта между представителями разных религиозных конфессий. Язычники, иудеи, христиане…«Все мы братья», но кто-то все-таки роднее. Прошли тысячелетия, а конфликт актуален и остр. Люди, прикрываясь религией, творят такие вещи, которые как то не вяжутся с представлениями о верующем человеке. Разрушать непонятное и чуждое, убивать инакомыслящих, нападать на беззащитных…

    И на этом в общем-то безрадостном фоне является Гипатия. Женщина. Философ. Астроном. Учитель. Госпожа. Такую разную героиню сыграла великолепная Рейчел Вайс. Сыграла прекрасно, показав зрителю женщину, опередившую время. Ее научные изыскания, ее мысли и поведение не соответствуют представлению о приличиях в Александрии, раздираемой религиозными фанатиками. Гипатия отличается от своих современниц. В ней всего «слишком». В первую очередь, свободомыслия. Этого Гипатии простить не смогли. Не смогли не только христиане, для которых она всего лишь «ведьма» и «язычница». Не смогли простить те, кто ее казалось бы любили. Префект Орест, бывший ученик Гипатии, достигший политических высот, побоялся защитить ее, так же как и неистовый парабалан Давус, бывший раб героини. Может быть не так уж и не права была Гипатия, отдав всю себя науке?

    Концовка фильма тяжела. Торжество «торговцев верой»…

    Фильм вызывает противоречивые чувства. Как нахлынувшая волна, в которой смешалась жалость, ненависть, ощущение безнадёжности и несправедливости.

    «Агора» — невероятный фильм, безусловный шедевр!

    10 из 10

    12 января 2013 | 22:33

    В философской драме «Агора» Алехандро Аменабар предлагает зрителю включиться в тонкую игру мысли и морали, поставить под сомнение себя как личность, наделенную свободой выбирать, и все «одежки» — религию, власть, страсти, амбиции. Неслучайно в последней сцене мы видим Гипатию полностью обнаженной — в попытке унизить Гипатию, обезумевшая толпа срывает с нее одежды, что лишь подчеркивает ее неуязвимость и лишний раз подтверждает — можно сорвать все покровы, но не вырвать свободу духа.

    Очевидно, что разбивка на кровожадных христиан и невинных язычников условна и призвана обратить внимание зрителя на нечто совсем иное. В действительности, в сердцевине фильма обнаруживается извечный конфликт толпы и личности. Оказывается, что быть растерзанным за то, что живешь и думаешь как хочешь не так страшно как потерять голову, а вместе с ней и человеческое достоинство, попав в ряды обезумевшей толпы, которая засасывает стремительнее любой воронки.

    Аменабар действительно дает зрителю возможность увидеть как «мир изменился навсегда» — впервые со времен человечества мир испытал на себе власть толпы людей, охваченных исковерканной, неправильно понятой идей. Христианство в рассказанной истории — повод, но не причина. Причина в том, что нужен был повод объединиться и разрушить, и этим поводом стало христианство.

    Эффект изменившегося навсегда мира усиливает движение камеры, которая делает оборот в 180 градусов в сцене с варварским разрушением Александрийской библиотеки — все переворачивается с ног на голову в прямом смысле. Время от времени Аменабар предлагает нам отвлечься от суетливой возни людей и взглянуть на все происходящее в ином масштабе. Кадры со звездным небом и Землей, снятой будто из космоса, напоминают нам о присутствии Высшей Силы, как ее не назови и кому ни поклоняйся.

    Когда вокруг все рушится и горит, Гипатия (Рейчел Вайс) остается единственным человеком способным сохранить достоинство и мыслить рационально. Страстное стремление Гипатии познать устройство Вселенной со всей ее гармонией небесных светил лишь подчеркивает насколько сильно развито в ней мирное и рациональное начало. Космос — это не только синоним Вселенной, но и одно из ключевых понятий древнегреческой философии («космос» как эстетический порядок и гармония, противоположные хаосу). Интересно, что познание Гипатией Вселенной остается скорее интуитивным несмотря на то, что по ходу фильма героиня прибегает к помощи специальных вычислительных приборов и практическим опытам. Не покидает ощущение, что Гипатия обладает некой таинственной иррациональной связью с космосом, которая в итоге и должна привести ее к ответам на все вопросы.

    Причудливое сочетание рационального ума и иррациональной интуиции, придает облику Гипатии неземную одухотворенность, которая и становится тем светом, на который слетаются мужчины. Отказ Гипатии от любых традиционных отношений обусловлен ее опять же таки свободным выбором. В некотором смысле Гипатия на много веков опережает сознание своей эпохи, в сем-то напоминая эмансипированную жительницу мегаполиса начала XXI века. Гипатия прекрасно отдает себе отсчет в том, какие чувства она вызывает в душе каждого из мужчин, однако их мучения ничто перед ее верностью себе и своим желаниям.

    Между тем интересно обратить внимание на двоих мужчин, судьбы которых неразрывно переплетаются с судьбой свободолюбивой Гипатии. Первый из них — раб Давус (Макс Мингелла), является рабом формально, поскольку на деле оказывается не менее свободным, чем сама Гипатия. Давус сам делает выбор и приходит в ряды христиан в поиске истины, его подкупают благие по своей природе принципы, лежащие в основе новой религии — делись с ближним, молись искренне и будешь услышанным. Даже дав волю гневу и став частью обезумевшей толпы, Давус продолжает настойчиво вопрошать «Правы ли мы?».

    Вся жизнь Давуса превращается в неравную борьбу с тяжелой страстью к Гипатии, временами принимающей формы то абсолютной христианской любви, способной на всепрощение, то тотальной демонической одержимости. Аменабар явно сочувствует этому противоречивому герою, переделывая реальный конец душераздирающей истории Гипатии и позволяя ему соединиться с возлюбленной, пускай и в ее предсмертной агонии.

    Второй поклонник Гипатии — аристократ Орест (Оскар Айзек), закономерно для элиты своего времени, перевоплощающийся из музыканта и поклонника свободных наук в политика и городского префекта. Хоть и не будучи рабом, Орест в силу своего характера и выбранной сферы деятельности оказывается заложником создавшейся политической ситуации и своего социального статуса. Обращение в христианство для Ореста становится не моральным выбором, а политическим актом укрепления собственной власти. Когда же приходит время решить с кем быть (в лице ловкого интригана архиепископа Синесиуса, также бывшего ученика Гипатии), а ответ становится в прямом смысле вопросом жизни и смерти, Орест обнаруживает свою полную несостоятельность и терпит крах.

    Гипатия становится для Ореста единственным маяком в океане политических и моральных дилемм, он же в свою очередь, используя политическую власть и связанные с ней привилегии, окружает ее своеобразным безопасным коконом, в котором она получает возможность совершать свои научные прорывы в высшие слои атмосферы. В итоге, однако, все равно оказывается, что Гипатия была нужна Оресту гораздо больше, чем он Гипатии — в сцене их прощания Орест похож на испуганного ребенка, хватающегося за подол матери.

    Главными символами всей истории становятся круг и крест, которые будут напоминать о себе на протяжении всего фильма. Круг — это форма небесных тел и орбит движения планет вокруг Солнца, форма центральной площади Александрии Агоры и Александрийской библиотеки. Одновременно круг символизирует Природу, кармическую связь с которой ощущает Гипатия, и все природные циклы — смену дня и ночи, времен года. Круг — символ абсолютной гармонии (все точки равноудалены от центра), к которой так стремится Гипатия и вся предшествующая ей античная мысль. По ходу фильма кругу противостоит крест, который приносят с собой христиане, и который становится символом разрушения и смерти.

    Круг и впрямь оказывается фигурой совершенной во всех смыслах — вспомнить хотя бы тот факт, что жизнь и история движутся по кругу. В 391 году н. э. мир изменился, но изменения эти со временем, как показала история, приняли циклический характер. В Александрии IV века выходили на площадь, крушили библиотеку и сжигали свитки, под прикрытием идей христианства, в Египте XXI века выходят на площадь, крушат парламент и сжигают флаги, прикрываясь идеями ислама. Круг замкнулся. Похоже, что к истории Гипатии Аменабар обратился не без причины — свобода выбора и верность себе по-прежнему то единственное, что остается среди всеобщего хаоса и нарастающей истерии.

    23 июля 2013 | 01:08

    Это фильм — потрясение, это фильм — укол в сердце, это — слёзы… Он ассоциируется у меня именно с этим. Это было поздно ночью одним теплым весенним днем этого года. Как сейчас помню, как я решила скачать его: уже давно я слежу за творчеством одной из моих любимых актрис — Рейчел Вайс, читая фильмографию актрисы, наткнулась на необычное название, почитала о чем фильм, некоторые отзывы и вот уже на следующий день, а точнее — ночь, удобно расположившись в кровати с ноутом, начала просмотр…

    Если коротко излгать информацию о фильме: это европейский фильм, точнее испанский; в прокате полностью не окупился; был запрещен к просмотру в католических странах.

    Александрийская библиотека… это прежде всего олицетворение мудрости веков, целой плеяды великих личностей, среди которых еле заметно выделяется Гипатия. Раньше я и не подозревала о её существовании, об этой удивительной женщине с невероятно трагичной судьбой.

    Немного истории: Великая Александрийская библиотека, неумышленно разрушенная Юлием Цезарем и восстановленная Марком Антонием, впоследствии была намеренно уничтожена толпой разъяренных христиан по указке христианского императора Феодосия в 389 году н. э. Все, что принадлежало древности, было для них языческим и, соответственно, греховным. Те, кто интересовался математикой и астрономией, преследовались законом, их замучивали до смерти за чрезмерную любознательность. Не щадили даже женщин: прекрасная Гипатия была схвачена обезумевшей толпой, подстрекаемой монахами по повелению святого Кирилла, епископа Александрии, волоком притащена в церковь, где с неё сорвали всю одежду и умертвили, разодрав её в клочья раковинами от устриц. Её единственным преступлением было то, что она являлась дочерью выдающегося александрийского математика Феона и издала труды своего отца, преподавала математику и стала ведущим философом, и была широко известна как красавица, скромница и большая умница. Хотя труды Гипатии погибли в знаменитом пожаре Александрийской библиотеки, она известна благодаря сведениям её современников как автор комментариев к «Арифметике» Диофанта, «Астрономическому канону» Птолемея и «Комедиям» Апполония из Перги. Епископ Птолемаиды по имени Синесий обращался к ней за помощью при создании астролябии.

    Фильм потряс меня прежде всего визуально. Очень красиво и четко выполненные декорации и костюмы прямиком переносящие в ту эпоху. Трогателный любовный треуголник, борьба язычества и христианства, ужасные бои на улицах, разорение Александрийской библиотеки. Чем быстрее приближался конец фильма, тем больше становился комок в горле. И в финале смерть прекрасной Гипатии потрясла меня до глубины души. «Праведные» христиане, проповедовавшие любовь к ближнему и Богу, разорвали её как тряпку, унизили и осквернили её тело. Почему то сразу припомнились 2 и последующий Крестовые походы «во имя веры». Съёмки из космоса тоже произвели необыкновенное впечатление масштабности, важности и неотвратимости происходящих событий.

    В итоге хочу сказать, что это великолепный исторический фильм, который изображает и другую, менее радостную историческую картину, заставляет задуматься и заглянуть вглубь своей души, поискать ответы на вопросы. Рекомендую его к просмотру тем людям, которым небезразличны истории невоспетых героев, любителям исторических картин и просто тем, кто хоть раз в жизни слышал слово «эклиптика».

    10 из 10

    8 апреля 2011 | 22:38

    Конец четвертого века нашей эры ознаменовался помимо упадка Римской империи еще и триумфальным шествием новой религии — христианства. Некогда находящаяся в тени язычества и гонимая секта, со временем приобретшая громадное количество адептов, получила равноправие с прочими религиозными культами, а в показываемое в фильме время ставшая государственной религией. Еще шумели Вселенские соборы, еще шел спор о Символе веры, еще не был введен целибат (обет безбрачия) для священнослужителей, но тяжелая, сметающая несогласных, поступь христианства неумолимо наступала на остатки язычества. С неразрешимых противоречий, между христианами и язычниками и начинается фильм «Агора». В центре повествования ни только женщина-философ Гипатия, но и конфликт власти и Церкви. «Подчинение» светской власти духовной идет не напрямую, поиск врага Веры будь то, язычники или евреи, ученые или институты власти, являются оправданием действий вначале епископа Теофила, а затем и епископа Кирилла. Разрушение храма Сераписа и сожжение находящийся в нем библиотеки начало этой борьбы. В горящих свитках рукописей угадывались грядущие костры инквизиции, а в «парабаланах» во главе с нестрийским монахом Аммонием монашеские ордена, отправляющие на костер еретиков. И все это не столько для спасения душ заблудших, сколько из-за власти над людьми. Многоконфессиональная Римская империя в лице своих исполнительных органов оказалась не готова к такому напору.

    И вот посреди бушующих страстей религиозных и светских находится Гипатия. Женщина посвятившая себя науки до самоотречения. Она не выбирает мужа себе, ибо ее муж это наука, она не выбирает религию, ибо ее религия философия. Ее не интересуют споры христиан с язычниками, ее интересуют звезды и движение их по орбитам. Может ли теория Птолимея о небесных светилах стать источником любви? Может если за понимание истины надо ее полюбить. Самоотречение Гипатии сродни фанатичной вере монаха Аммония, только вот предметы их поклонения разные у одного это Священное Писание (Слово Божье), а у другой философия. И на тот момент они не совместимы, надо делать выбор в пользу одного и идти по выбранному пути до конца.

    Бесподобно снятый фильм, с богатыми декорациями, передающий не только быт и нравы той поры, но и глубинные противоречия Церкви и власти. Без прикрас показано и язычество с жрецами готовых к пролитию крови, и христиане во главе с епископами также не боящимися пролить кровь своих противников. Бескомпромиссность европейского кино не дает возможности оторваться от экрана, горящий взор епископа Кирилла читающего Библию сливает зрительный зал с церковным залом или сливает его атриумом дома Гипатии под звездным небом. И уже стерта грань между искусством на экране и реальной жизнью. За режиссуру и сценарий брависсимо сеньор Алехандро Аменабар!

    Не могу пройти мимо и актерской игры — Гипатия (Рейчел Вайз) срывает у меня аплодисменты за воплощение женщины ученого на экране. Взгляд, слова, интонация передают ум и волю этого человека, прошедшего свой выбраны путь до конца. Ее отношения к ученикам, трогательное и нежное, будь они христианами или язычниками, или даже рабом, проливает нерастраченную любовь на их головы. Участь свою она принимает со смирением и покорностью. Хорошо сыгранно.

    Аммоний (Ашраф Бархом) суровый монах, не поступающийся ни чем во имя своей Веры. Сыгранная фанатичность выбранному пути вызывает восхищение, сродни тому как вжился в образ Сами Самир в роли епископа Кирилла, эти двое олицетворение мощной поступи христианства на экране. Две роли, передающие всю гамму чувств и оттенков эмоций предстоятелей победившей Церкви.

    Трагично воплощен на экране префект Орест в исполнении Оскара Айзека, любовь к женщине и не до конца определенные приоритеты в вопросах веры и долга, его сущность, он христианин, но в душе римлянин, чуждый религиозного фанатизма. Актер смог показать исторического Ореста, который был слабее Кирилла, что в итоге привело его к поражению в борьбе с епископом. И конечно показал трагизм любви к Гипатии. Макс Мингелла в роли Давоса — раба Гипатии, трагичен и реален, он не сверхчеловек, он не может восстать из своей роли раба, ему нужен поводырь, именно этим объясняется его уход к «парабаланам». Он раб с рабской психологией подчинения и вырваться из этого не в его силах. Отличное вживление в роль.

    И музыка, и картинка радуют слух и глаз в этом фильме. А периодические съемки Александрии и Земли из космоса в самые напряженные моменты создают атмосферу ничтожности земных страстей перед мощью Вселенной, разгадку тайны, которой искала героиня фильма.

    Изумительный фильм, передающий с фантастической реальностью события более чем полуторатысячалетней давности, где тесно переплетены, любовь и жажда власти, милосердие и жестокость.

    10 из 10

    15 февраля 2010 | 16:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Нельзя просто так взять и объявить кастинг седьмого эпизода «Звездных войн». Столь любимая завеса секретности, присущая проектам Джей Джей Абрамса, продолжает скрывать правду об актерах, причастных к проекту, поэтому приходится довольствоваться слухами. На этой неделе появилось новое имя — Оскар Айзек, известный по фильму братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса». (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Перейдём к нашим священным коровам - трейлерам. Я выгоню их на лужок попастись и пощипать свежей травки, а параллельно главный ковбой объяснит, почему «Зорьку» не стоит называть «Дросидой». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    1.Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption9.207
    2.Зеленая миляThe Green Mile9.158
    3.Форрест ГампForrest Gump9.014
    4.1+1Intouchables8.898
    5.Список ШиндлераSchindler's List8.895
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.96%
    22.ОставленныеLeft Behind93.69%
    23.ЯростьFury93.61%
    24.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.37%
    25.Чем дальше в лесInto the Woods93.21%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Если я останусьIf I Stay11
    Состояние исступленияState of Grace16
    ЧестьHonour2
    Во все тяжкиеBreaking Bad239
    Книга1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.406
    ПосвященныйThe Giver6.979
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.754
    Типа копыLet's Be Cops6.914
    Если я останусьIf I Stay7.287
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры