всё о любом фильме:

Агора

Agora
год
страна
слоган«Александрия, Египет 391, год н.э. Мир изменился навсегда»
режиссерАлехандро Аменабар
сценарийАлехандро Аменабар, Матео Хиль
продюсерФернандо Бовайра, Альваро Аугустин, Симон Де Сантьяго, ...
операторКсави Хименес
композиторДарио Марианелли
художникГай Диас, Мэттью Грэй, Стюарт Кернс, ...
монтажНачо Руис Капильяс
жанр драма, приключения, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Испания  3.49 млн,    Италия  410.7 тыс.,    Франция  280.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время126 мин. / 02:06
Действие происходит в Александрии (Египет), в конце эпохи Римской Империи. Христианство набирает популярность и, опираясь на низы общества, становится политической силой. В это переломное время живёт философ, математик и астроном Гипатия, имеющая большое влияние на умы правителей…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (44 137)
ожидание: 85% (630)
Рейтинг кинокритиков
в России
60%
3 + 2 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Гипатия, как считается, изобрела ареометр — прибор для измерения плотности жидкости. Ее имя нанесено на карту Луны.
    • Режиссёрская версия фильма, представленная на Каннском кинофестивале, имеет хронометраж 141 мин.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1290 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм не может гордиться исторической точностью передачи событий в Александрии IV века, но это в нем и не главное. «Агора» — очень качественный фильм в плане передачи общей атмосферы того времени, показа характеров людей, живших в начале первого тысячелетия, и раскрытия борьбы дихотомии «наука-религия» (и, кстати, хорошо показана роль веры в науке и в религии).

    Сложно выделить одну центральную идею фильма, поэтому хочется по очереди рассмотреть основные, как мне кажется, идеи картины.

    Во-первых, это главная героиня фильма — Гипатия. Это невероятно сильная, цельная, умная, мыслящая, верная себе, своим принципам и идеалам женщина. Все эти качества вызывают восхищение, а если учесть положение женщины в те времена (ведь они, как правило, не получали никакого образования), то восхищение ее силой, умом и характером многократно умножается. Их всех героев в фильме только Гипатия по-настоящему верит («Я верю в философию!») и остается верной своим принципам и идеалам даже перед лицом ужасающей смерти. Очень тонко в фильме раскрыта идея, что вера, любовь и свобода — это основа развития любого научного знания, и та удивительная преданность своему делу, сомоотверженная, непоколебимая любовь к нему, ради которой приносится в жертву вся личная жизнь, просто завораживают… Восприятие ужасающей смерти Гипатии смягчается только тем, что она умирала в какой-то степени счастливым человеком, ведь она поняла то, к чему стремилась всю свою жизнь, она стала ближе к пониманию устройства вселенной. Это подчеркивается сценой, в которой последнее, что она видит — эллипс.

    Хочется отметить игру Рейчел Вайс, которая превосходно передала всю внутреннюю красоту и целостность главной героини. Из технических моментов очень понравилась оригинальная идея оператора Ксави Хеменеса — показывать землю из космоса, перемещаясь из древности в современность, чем подчеркивается их неразрывная связь!

    Во-вторых, в фильме, безусловно, важное место занимает тема становления религии (а точнее ее внедрения) и борьбы религии с наукой. Несмотря на то, что религия как важнейшая отрасль культуры сыграла значительную роль в развитии всего человечества, способствовала объединению народов, развитию нравственности и морали, ее внедрение происходило невероятно жестоко, насильственно, по-варварски. Первые христиане не имели истинной веры в душе, не придерживались важнейших принципов христианства (сострадание, любовь к ближнему, милосердие и прочее), и это просто ужасает! Нелепой и совершенно абсурдной на этом фоне является фраза в Евангелии от Матфея: «Все взявшие меч, мечом погибнут»,- похоже она действует применительно ко всем, кроме, конечно же, христиан, которые с тем же мечом беспощадно вырубали иудеев в Александрии и язычников в крестовых походах, распространяли религию ради «царства божьего на земле»! Вот оно — лицо раннего христианства.

    Третья идея неразрывно связана со второй. Это противопоставление личности (Гипатия и в каком-то смысле Давус) и массы (ее ученики, да и в общем-то все бывшие язычники). И здесь очень интересно отражены психологические портреты мужской части картины: все, кроме бывшего раба Давуса, стали рабами политической и религиозной системы общества, подчинились ему, сломались. Давус же, будучи рабом, самостоятельно принимал все решения, пришел к вере своим путем, и был свободен в своих решениях и суждениях. Многие же приняли веру ради власти, проявив свою слабость и податливость.

    «Агора» дает почву для очень интересных рассуждений. Да и просто приятно посмотреть фильм без голливудского лоска и пафоса. Моя оценка, возможно, продиктована моей любовью к философии, астрономии и вопросам религии, но все же не могу удержаться

    10 из 10

    11 марта 2014 | 09:27

    Оскар на Оскаре

    «Агора» — монументальный эпик испанского гомосексуалиста Алехандро Аменабара, талантливого оскароносного режиссера, известного в России по фильму «Другие» (в США больше по «Море внутри» с Хавьером Бардемом, также обладателем заветной статуэтки, в главной роли). Само слово «агора» исходит из Древней Греции и означает рыночную площадь, являвшуюся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). Съемки проходили на Мальте, само действие — на севере Египта, в Александрии. Главная роль досталась Рэйчел Уайс, параллельно участвующей на то время в двух проектах: «Братья Блум» и «Милые кости». Напомню, что англичанка Рэйчел также является обладательницей Оскара.

    Переломное время

    Действие происходит во время стыка веков, столкновения трех религий, трех материков, даже разных систем счисления. Проблема религии и попытка объяснить её при помощи науки или философии в современности перенесены на пятнадцать веков назад. Упоминая об Евклиде, Птолемее и Аристархе, автор приравнивает их к одной женщине-философу — Гипатии. В действительности такая женщина-ученый существовала, более того, она была стоящим физиком, астрономом и математиком., её труды известны миру до сих пор. Гипатия изображена на экране чудесно. Являясь поклонником творчества Рэйчел Уайс, хочу заметить, что впервые вижу после «Мумии» от нее такую проникновенную игру.

    Сюжет «Агоры» крутится на подобии Солнечной системы: большой цикл — религиозный круговорот, малый цикл — метания Гипатии. Исторических фактов в достатке, в чем главное отличие от фильмов Ридли Скотта и Оливера Стоуна. Хочется также обратить внимание на эпизод с разрушением Александрийской библиотеки христианскими фанатиками, показанным как разрушение термитами муравейника. Проблема христиан и иудеев особенно остра для Испании, родины режиссера, а её проявление было самым сильным в Средиземноморье. Весь фильм «Агора» буквально обрисован конфликтами настолько, что боязнь за жизнь персонажей проводит зрителя от начала до конца. Что до Гипатии, то её все религиозные стычки не волнуют, для неё главное — философия, основанная на аргументах, она мечется в сомнениях по жизни, когда вокруг из-за сплошных предрассудков ломаются жизни и льется кровь. В конце концов, и сама Гипатия становится жертвой окружающего её зверства.

    Пеплум, зародившийся как жанр с созданием фильмов «Кабирия» и «Нетерпимость», затем возродившийся благодаря «Клеопатре» Джозефа Манкевича, и ныне популярный не без помощи «Трои», «Гладиатора» и «Александра», всегда вдохновлял голливудских сценаристов. Но развернуть настоящую драму, не без захватывающих сюжетных поворотов, удалось только испанцу Аменабару и только в фильме «Агора».

    16 февраля 2010 | 19:05

    Начнем с того, что Гипатия, математик, астроном и философ, некогда преподававшая в Александрийской школе, директором которой был ее отец, заметно превосходила своих современников в образованности. Она шла напролом в науке, не взирая на тот факт, что ее вполне могут объявить ведьмой за подобный настрой и желание переломить уже устоявшееся, подвергнуть сомнениям «очевидное». Ее труды, хотя и не сохранились до нашего времени, зато осталась добрая слава.

    Ей не повезло родиться в то смутное время, когда конфликты между язычниками и христианами достигли своего апогея. Будучи убежденной язычницей, она не желала предавать своих богов, не смотря на очевидную опасность такого решения. Участие в ее судьбе префекта города Ореста, не помогло.

    Так оно и бывает в обычной жизни: добившись одного, неизменно приходится жертвовать другим, иногда самым дорогим.

    Экранизация ее жизни не может быть не интересной, потому как человек та была, выдающийся. И хвала создателям фильма и отдельно сценаристу, который сумел описать жизнь горе-ученого на фоне межрелигиозной бойни, не забывая при этом о личных качествах и стремлениях. Рушащаяся библиотека, символизирует языческий храм, который император жертвует христианам, обозначив этим свое предпочтение, и главная героиня фильма скобит о нем не менее чем об умирающем отце. Выбирая между возможностью создать семью и наукой, она выбирает науку. Воистину преданный своему делу фанатик. Он любима сразу двумя и по крайней мере один из них, достойный, но а другой… именно ему предстоит принять важнейшее решение относительно жизни, а точнее — смерти Гипатии.

    Фильм понравится всем: любителям войн и просто драк, истории, даже романтические натуры найдут свое.

    Снят красиво, живо и достоверно. Декорации просто шикарные. Звуковое сопровождение подобранно безупречно. Актеры сыграли замечательно.

    Обязательно посмотрите.

    9 сентября 2010 | 15:16

    Когда меня спрашивают, какой последний фильм я посмотрел на этой неделе, то мой ответ «Агора» вызывает некоторое недоумение. Действительно, вышедший на мировые экраны почти год назад, эта картина, наконец, добралась и до России, но, к сожалению, в силу разных причин, она не успела приобрести широкую известность и популярность. Поэтому просто скажу, что с перерывом почти в 5 лет, Алехандро Аменабар представил на суд зрителям свою пятую по счету режиссерскую работу. И я считаю, что получившееся кино определенно заслуживает нашего внимания.

    Для того, чтобы поверхностно понять, на чем будет «замешан» фильм, достаточно прочитать слоган: «Александрия, Египет 391, год н. э. Мир изменился навсегда». Религиозные столкновения язычников, иудеев и христиан, которые так красочно описывают нам учебники истории, оживают и предстают перед нами в совершенно ином качестве. Падение «прежней» Римской Империи перед натиском «новой» религии христиан, а по сути — перед толпой людей, которым чуждо все то, что они не понимают. Режиссер проводит тонкую параллель между тем, что «можно», а что «нельзя»; что есть Бог, а что есть наука; что есть религия, а что есть власть. Те методы, которыми римские язычники устраивали гонения на христиан, — после были направлены на них самих, только помноженные на всю злость и ненависть представителей христианской религии. И пусть Алехандро Аменабара обвиняли в предвзятости, искажении религиозных начал и скрытой пропаганды атеизма — история утверждает обратное: так было, и от этого никуда не деться.

    Человеческое сознание всегда пыталось постичь непостижимое. Новые ответы задавали более сложные вопросы, особенно когда речь заходила о вселенной. Что есть небо, звезды, земля?! Именно эти вопросы задавала себе главная героиня фильма, красавица Гипатия, чья роль была безукоризненно сыграна обладательницей Оскара, актрисой Рейчел Вайс. Будучи приверженницей философии Платона и Аристотеля, ее мысль заходила дальше, за границы понимания разумного. Когда простой народ продолжал верить, что Земля плоская, а небо — это крышка сундука, она, решая сложные геометрические задачи доказала, что земля движется вокруг себя и вокруг солнца, причем не по кругу, а по эллипсу, в одном из фокусов которого находится светило. Естественно, что вокруг такой женщины всегда находились ученики и обожатели. Ее речи были точны и красноречивы, она учила своих учеников доброте и преданности делу, равенству всех жителей Империи и целого мира. «Все мы братья», — говорила она. Для ее внутреннего «я» не существовало понятия «язычество» или «христианство», ибо по ее собственным словам она верила не в религию, а в науку и философию и даже на смертном одре не предала своих взглядов.

    391 год н. э. в слогане фильма выбран не случайно. Он, как уже было сказано, символизирует не только эпохальную смену язычества на христианство, но и год, когда патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия-I разрешение на уничтожение языческих храмов, а по сути, на уничтожение всего наследия, которое так бережно хранилось и передавалось поколениями деятелей римской науки. Так была разрушена Александрийская библиотека. И трудно обвинять в этом только христиан или иудеев. В фильме ясно показано, что ответственность равным образом ложится и на язычников, которые замесили кровавую мясорубку.

    Получилось, что Римская империя разделилась на «своих» и «чужих». Все, кто хотел сохранить свою жизнь, судорожно спешили принять христианство — и не потому, что нашли через нее путь к своему спасению, а лишь из-за того, что новая религия стала единственным способом остаться у власти, как, например, было с Орестом, префектом Александрии и учеником Гипатии. А «истинные» христиане, те, кто действительно нашел в новой вере средство для спасения души, поверили во Христа еще на том этапе, когда христианство было на грани подпольной секты. Как правило, это были неимущие граждане, или рабы, как в случае с Давусом, бывшим рабом Гипатии. Как видно, вопросы взаимосвязи религий тесно переплетаются вокруг главной героини. Она — словно Фемида, пытается всеми силами уравновесить чашу весов. Этот момент прослеживается в тонком любовном треугольнике Орест-Гипатия-Давус. «Все мы братья», — Она не ставила себя выше других, не предавала чужих интересов, держалась на расстоянии от чувств и любовных отношений. При этом создается ложное впечатление, что она никого не любила, но ей далеко не чуждо слово «любовь», ибо оно многогранно и может проявляться в любой ипостаси. Именно по этой любви она подарила свободу Давосу, именно по этой любви он, будучи не в силах изменить решение разъяренной толпы христиан, признавших Гипатию ведьмой, спас ее от мучительной смерти, позволив умереть без страданий. Именно по этой любви Орест, будучи уже христианином, всеми силами оберегал своего учителя от преследований, понимая, какая участь ей уготована.

    Религия становится своеобразным двигателем власти. Ты либо принимаешь ее, либо нет. Третьего не дано. Сейчас кажутся кощунственными те методы, которыми изображались столкновения религиозных интересов. Христиане против язычников, Иудеи против христиан. И у всех одно оправдание всех действий — религия. Убийство не порок, если оно совершено во имя веры. Тысячи, сотни тысяч людей погибли впоследствии из-за этой парадигмы. Однако и сейчас, оглянувшись вокруг, мы увидим те же проблемы народов и религии, идущие к нам из глубины истории, причем, в сущности — по тем же законам и с тем же оправданием.

    Таким образом, Алехандро Аменабар создал фильм, который превосходит все то, что мы до этого знали о европейском историческом кино и ставит новую планку, взять которую кому-либо еще будет очень не просто.

    10 из 10.

    22 февраля 2010 | 00:42

    Историческая драма Агора потрясает до глубины души. После просмотра фильма остается неизгладимое впечатление от которого всё переворачивается внутри. За последние время сняли много исторических фильмов из которых стоит отметить именно этот фильм. Может Агора придётся не всем по душе, но любителям таких фильмов стоит посмотреть его обязательно. Агора погружает нас в те античные времена, когда творились страшные вещи: убийства, битва религий, смерть, различные запреты.

    Стоит отметить хорошую игру прекрасной актрисы Рейчел Вайс, которая известна по таким фильмам, как «Мумия», «Мумия возвращение», «Мои черничные ночи». Она сыграла роль прекрасной Гипатии, которая была первой в истории женщиной учёной- математиком, философом, астрономом. У Гепатии была великая жизнь, страстная любовь к науке и к большому сожалению трагическая и печальная гибель, от которой на глазах наворачиваются слёзы. Так же отлично сыграли своих героев Макс Мингелла (Даус) и Оскар Айзек (Орест).

    Это один из прекраснейших фильмов, которых я посмотрела за долгое время!

    10 из 10

    Этот фильм стоит посмотреть в любом случае, даже если вы не любите такие фильмы.

    13 мая 2011 | 21:49

    Фильм произвёл на меня очень большое впечатление. Мне понравилась и игра актёров, спецэффекты, и то, как снят этот фильм.

    В этом фильме затрагивается важная тема — тема религии. Вера всегда объединяла людей, поддерживала их в трудные минуты. Но иногда с помощью религии и веры правители творили страшные вещи. Но этот фильм рассказывает нам о Войне двух религий.

    Моё мнение — мне кажется, что вера должна помогать людям, оберегать их. И то, как люди боролись за ту, определённую религию, это страшно. Ведь из-за этого погибли миллионы людей. А ведь само слово «вера» заключает в себя мир, милосердие и помощь ближнему.

    Этот фильм снят великолепно, именно потому что он подробно рассказывает нам о происходящем в мире религий.

    26 апреля 2010 | 15:21

    В режиссере Alejandro Amenábar чувствуется масштабная доля перфекционизма. Фильм Агора — яркое тому подтверждение. И личность, которую решил преподнести зрителю режиссер необыкновенная — идеальная и заслуживает внимания зрительской аудитории, так как в массе людей о Гипатии — ученой — математике не все знают.. По поводу этой великолепной женщины я читала в одном источнике, что ей приписывают слова: «Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще. Самое страшное — это преподносить суеверие как истину». Она четко это выразила в фильме. Рейчел Вайс прекрасно подошла на эту роль, она даже внешне очень похожа на Гипатию.

    Я не соглашусь с рецензией к фильму, что Гипатия любила двух мужчин — раба Дауса (Max Minghella) и ученика Ореста (Oscar Isaac).. Любили они ее, а она была выше понятия привязанности и женской любви, она была в страсти к науке, этим, видимо и восхищала.. не приняв любви ни одного ни другого

    Да, смерть Гипатии была ужасной и насильственной: ее растерзала толпа фанатичных христиан; согласно некоторым источникам, ранние христиане вытащили ее из аудитории и исполосовали до смерти устричными раковинами. Но в фильме ее забили камнями, протащив по улицам.. Меня тронул момент облегчения страданий Гипатии в финале фильма ее безответно влюбленного раба (принявшего веру христиан, которого Гипатия в свое время отпустила на волю…). Здесь трудно остаться равнодушным человеком, когда ему пришлось «прощаться» с возлюбленной со всей его болью воспоминаний о времени, когда он всем сердцем служил ей. Ее смерть считается политическим убийством и в фильме это четко прослеживается, потому что Гипатия оказалась в центре борьбы Александрийского епископа Кирилла (Sami Samir) с гражданским правителем города Орестосом и какова бы ни была причина убийства Гипатии, вскоре после этого многие из ее учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.

    Этот фильм будет интересен для просмотра — он красивый, героический, жертвенный. А также, как фундаментальное произведение, на котором в первую очередь зиждется слава Женщины в значении Истории. Режиссер воссоздал кусочки сложных душ, но подлинных.. Это история.. История несостоявшегося счастья и любви Дауса и Орестоса и огненного созерцания в Астрономии и Математике у Гипатии

    Alejandro Amenábar браво!

    10 из 10

    11 апреля 2010 | 19:07

    Само название фильма — «Агора»(античная рыночная площадь) — отсылает нас к временам упадка Древнего Египта. Кажется, перед нами исторический фильм, насыщенный батальными сценами, историями завоеваний и борьбы за власть. По сути, все это есть, но история не о том. Фильм рассказывает о силе человеческой веры: для кого-то это вера в богов, для кого-то — в Бога, одни верят в любовь, а другие — в силу науки, но от этого их вера не становится меньше или слабее.

    В центре повествования находится молодая состоятельная девушка — Гипатия, главной страстью которой является наука. Гипатия — философ, астроном и математик, и она не только достигает в этих науках определенных успехов, но и создает собственную школу, которая позволяет ей делиться своими знаниями с одаренными молодыми людьми, в том числе и рабами. Идиллическое существование этого «храма науки» прекращается, когда в Александрию приходит христианство. Новоявленные христиане рушат статуи и дворцы, сжигают библиотеки, убивают и грабят мирных обитателей города. Отец Гипатии убит, а часть ее учеников-братьев переметнулась на сторону противника.

    Конечно, на фоне этих событий разворачивается и история любви, но назвать «Агору» фильмом про любовь очень сложно. Это, скорее, фильм, показывающий упадок великой цивилизации, дополненный трагической судьбой женщины-ученого, женщины умной и неординарной, такой, которую невозможно не полюбить. Вот только ее единственной любовью по прежнему остается лишь наука.

    Если «Гладиатор» — это кино о сильном мужчине, то «Агора» — безусловно, дополняющая его в чем-то тяжелая история о сильной женщине в эпоху Античности. Хотя, положа руку на сердце, была ли хоть когда-нибудь легкой жизнь сильной женщины?..

    9 из 10

    6 марта 2012 | 03:12

    Античная цивилизация во всём своем многообразии существовала на протяжении многих веков, господствуя на огромной территории, создав уникальную культуру, которая по праву считается одним из величайших творений человечества. Древнегреческие и древнеримские ученые и философы внесли огромный вклад в историю. Античная философия предполагала поиск гармонии — как в окружающем мире, так и внутри человека. Главная героиня фильма «Агора» — Гипатия Александрийская, ученая и философ, жившая в Александрии на рубеже 4-5 веков нашей эры. Трагическая история её жизни во многом отражает закат античной эры, связанный с появлением христианства. Новая религия приобретала все больше приверженцев в разных районах Римской империи и распространялась всё дальше, по пути разрушая всё, что напоминало бы о язычестве, сжигая храмы, статуи, убивая не подчинившихся ей. Навсегда утраченными оказались многие античные достижения науки и культуры, например, знаменитая Александрийская библиотека (сцена её разорения — одна из ключевых в фильме)

    Фильм Алехандро Аменабара не случайно называется именно «Агора», а не, к примеру, «Гипатия». Основной сюжетной линией в нём всё-таки является не биография знаменитой Гипатии Александрийской, а борьба новой религии, христианства, и её сторонников, против приверженцев античного мировоззрения. Агора — это открытая площадь для собраний, экономический и общественный центр городов древнего мира, в данном случае это понятие олицетворяет всю уходящую эпоху античности. Гипатия — сторонница античных философских взглядов на жизнь, и она остается верна своим убеждениям, не подчиняясь новой вере. Образ стойкой и сильной духом женщины, во многом опередившей свою эпоху, воплощен на экране замечательной актрисой Рэйчел Вайс, и её проникновенная игра — одна из визитных карточек фильма. Судьба Гипатии — это участь неординарного человека в сложную историческую эпоху, когда за свободолюбивые, не подчиняющиеся данным историческим реалиям взгляды человек оказывается преступником, еретиком, или (в данном случае) «ведьмой», «грешницей».

    А вот с любовной линией в фильме всё немного сложнее. Чувства Гипатии к префекту Александрии Оресту и к её бывшему рабу, Давусу, показаны немного блёкло. Хотя, не думаю, что это большой недостаток, учитывая как серьезную основную линию фильма, так и образ самой Гипатии, возможно, в некотором роде, её главная любовь — наука. Впрочем, неплохо смотрится игра молодого Макса Мингеллы, исполнившего роль Давуса. Желание обратиться в новую веру, поиски истины и в то же время страстная любовь к бывшей хозяйке делают его образ наиболее противоречивым в фильме.

    Фильм «Агора» снят с громадным размахом по меркам европейского кинематографа, 73 миллиона долларов были потрачены явно не впустую. Такого красочного «пеплума» не было достаточно давно. Костюмы, декорации, операторская работа — всё на достойном уровне. Фильм не затянут для своего жанра и имеет вполне приемлемый хронометраж. Несмотря на все достоинства фильма, он не получил должного внимания со стороны зрителей и провалился в прокате. Возможно, проблемы, затронутые в картине, оказались слишком сложными и противоречивыми, возможно даже, что многим фильм показался «антихристианским». Я же считаю, что фильм не направлен конкретно против христиан, а показывает невозможность насильственного навязывания новых порядков, что неизбежно приводит к жертвам и упадку. Кроме того, это история сильной личности в эпоху исторического хаоса, которая однозначно достойна просмотра.

    14 августа 2010 | 02:04

    Очень мощный и ценностно очень правильный фильм. Эпический и колоссальный — идеально выбранная эпоха позволяет Аменабару свести в одном месте в одно время основные ужасы и проблемы человечества всех времен и народов, создав настоящую энциклопедию людского невежества и деструктивности, проведя при этом очень четкие и легко читаемые параллели со всей последующей историей человечества и современным миром.

    Кино прямолинейное, без особых тонкостей, идет напролом, бьет молотом в колокол и по головам, словно Аменабар, придя в окончательное отчаяние от непрекращающегося людского сумасшествия, делает последнюю попытку достучаться. Киноязык для этого выбирается простой, понятный, громкий, мощный. Можно за это критиковать по-киномански, а можно и похвалить, потому что, кажется, только так и можно еще пытаться кого-то встряхнуть и по-настоящему высказаться о столь важном, вечном, столь обширном и трагичном. Редкое кино.

    Несмотря на формально вроде бы жанр пеплума, в центр сюжета Аменабар помещает не героическое повествование а-ля «Спартак», «Гладиатор», «Александр» или «300», а серьезные религиозно-социально-политические конфликты: «цивилизованная» языческая римская аристократия vs. набирающая силу «варварская» религия масс — христианство vs. старый «добрый» традиционный иудаизм vs. лавирующие между ними политиканы и, наконец, vs. научный, просветительский гуманизм, олицетворяемый Гипатией, отлично сыгранной Рейчел Вайз.

    Да, смотреть тяжело. Monkey killing monkey killing monkey. Насилие порождает насилие. И тогда, и потом, и сейчас. В вонючем котле варятся жажда власти, манипулирование массами, сексизм, конфликты личности и толпы. Кипит этот котел на огне извечного столь присущего человечеству разделения — религиозного, социального, национального, полового — и чуть ли не на главном грехе, красной нитью, проходящем через фильм, — невежестве и неспособности мыслить.

    Но кино отнюдь не чернушное. Луч света в темном царстве пусть и одинок, но сияет, ясно и ярко, как звезда. Альтернатива всему злу, с которой очевидно солидарен и сам Аменабар, — разум, терпимость, ненасилие, культура, искусство, гуманизм, критическое мышление, отсутствие слепой иррациональной веры в авторитеты (религиозные, политические). То, что Фромм называл радикальным гуманизмом. И этим гуманизмом весь фильм буквально пронизан.

    Сила кино в том, что оно отнюдь не просто историческое, а остро актуальное. Параллели со всей историей «развития» человечества и современным миром налицо, все метафоры как на ладони. Человечество по сути с тех пор не поменялось, неважно 500, 1000 или 1500 лет проходит: все так же горят на кострах инквизиции Бруно и бесчисленные женщины, а в нацистских печах — евреи; революции и гражданские войны топят страны кровью; все так же громят города безумные толпы (неважно после футбольных матчей или после политических демонстраций); все так же «верующие» убивают друг друга крестовыми походами, исламским и другими фундаментализмами; все так же разрушают храмы, все так же взрывают статуи (пусть не Сераписа, а, скажем, Будды в Афганистане); все так же одни дискриминируют и убивают других, не похожих (будь то геи, негры или азиаты); социально-экономические проблемы не решены; все так же воруют и жаждут власти попы; а власть имущие погрязли во лжи и удовлетворении собственных амбиций; жизни все так же приносятся в угоду геополитическим интересам; а «общество» в целом существует, руководствуясь животными инстинктами. Продолжать можно долго. Разница в том, что развились технологии и общество потребления — пушки стали мощнее, брюшки стали жирнее. Но национализм, мракобесие, ксенофобия, жестокость, насилие, шовинизм, людская ограниченность, глупость и пр. и пр. — на своем месте. Да, теперь в школе учат, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот (хотя и по сей день далеко не все знают об этом), но разве человечество по большому счету стало умнее, чище, духовнее?

    Возвращаясь к кино, — шикарный концентрированный фильм для всех тех, кто способен вылезать из скорлупы и готов задумываться о глобальных проблемах человечества как вида.

    1 марта 2010 | 21:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Нельзя просто так взять и объявить кастинг седьмого эпизода «Звездных войн». Столь любимая завеса секретности, присущая проектам Джей Джей Абрамса, продолжает скрывать правду об актерах, причастных к проекту, поэтому приходится довольствоваться слухами. На этой неделе появилось новое имя — Оскар Айзек, известный по фильму братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса». (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Перейдём к нашим священным коровам - трейлерам. Я выгоню их на лужок попастись и пощипать свежей травки, а параллельно главный ковбой объяснит, почему «Зорьку» не стоит называть «Дросидой». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    130.Танцующий с волкамиDances with Wolves8.206
    131.Ромео и ДжульеттаRomeo and Juliet8.206
    132.Любовь и голуби8.204
    133.На несколько долларов большеPer qualche dollaro in più8.204
    134.Один домаHome Alone8.203
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Чем дальше в лес...Into the Woods93.17%
    22.Черная мессаBlack Mass93.09%
    23.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron93.07%
    24.МордекайMortdecai92.90%
    25.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.90%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Босиком по городуBarefoot10
    ИнтерстелларInterstellar293
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 173
    Моя ГоспожаMy Mistress1
    РогаHorns26
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7.073
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.763
    ИнтерстелларInterstellar8.958
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 27.014
    SuperняньBabysitting7.161
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры