всё о любом фильме:

Агора

Agora
год
страна
слоган«Александрия, Египет 391, год н.э. Мир изменился навсегда»
режиссерАлехандро Аменабар
сценарийАлехандро Аменабар, Матео Хиль
продюсерФернандо Бовайра, Альваро Аугустин, Симон Де Сантьяго, ...
операторКсави Хименес
композиторДарио Марианелли
художникГай Диас, Мэттью Грэй, Стюарт Кернс, ...
монтажНачо Руис Капильяс
жанр драма, приключения, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Испания  3.49 млн,    Италия  410.7 тыс.,    Франция  280.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время126 мин. / 02:06
Действие происходит в Александрии (Египет), в конце эпохи Римской Империи. Христианство набирает популярность и, опираясь на низы общества, становится политической силой. В это переломное время живёт философ, математик и астроном Гипатия, имеющая большое влияние на умы правителей…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (50 302)
ожидание: 85% (628)
Рейтинг кинокритиков
в мире
53%
47 + 42 = 89
5.7
в России
60%
3 + 2 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Гипатия, как считается, изобрела ареометр — прибор для измерения плотности жидкости. Ее имя нанесено на карту Луны.
    • Режиссёрская версия фильма, представленная на Каннском кинофестивале, имеет хронометраж 141 мин.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1315 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда меня спрашивают, какой последний фильм я посмотрел на этой неделе, то мой ответ «Агора» вызывает некоторое недоумение. Действительно, вышедший на мировые экраны почти год назад, эта картина, наконец, добралась и до России, но, к сожалению, в силу разных причин, она не успела приобрести широкую известность и популярность. Поэтому просто скажу, что с перерывом почти в 5 лет, Алехандро Аменабар представил на суд зрителям свою пятую по счету режиссерскую работу. И я считаю, что получившееся кино определенно заслуживает нашего внимания.

    Для того, чтобы поверхностно понять, на чем будет «замешан» фильм, достаточно прочитать слоган: «Александрия, Египет 391, год н. э. Мир изменился навсегда». Религиозные столкновения язычников, иудеев и христиан, которые так красочно описывают нам учебники истории, оживают и предстают перед нами в совершенно ином качестве. Падение «прежней» Римской Империи перед натиском «новой» религии христиан, а по сути — перед толпой людей, которым чуждо все то, что они не понимают. Режиссер проводит тонкую параллель между тем, что «можно», а что «нельзя»; что есть Бог, а что есть наука; что есть религия, а что есть власть. Те методы, которыми римские язычники устраивали гонения на христиан, — после были направлены на них самих, только помноженные на всю злость и ненависть представителей христианской религии. И пусть Алехандро Аменабара обвиняли в предвзятости, искажении религиозных начал и скрытой пропаганды атеизма — история утверждает обратное: так было, и от этого никуда не деться.

    Человеческое сознание всегда пыталось постичь непостижимое. Новые ответы задавали более сложные вопросы, особенно когда речь заходила о вселенной. Что есть небо, звезды, земля?! Именно эти вопросы задавала себе главная героиня фильма, красавица Гипатия, чья роль была безукоризненно сыграна обладательницей Оскара, актрисой Рейчел Вайс. Будучи приверженницей философии Платона и Аристотеля, ее мысль заходила дальше, за границы понимания разумного. Когда простой народ продолжал верить, что Земля плоская, а небо — это крышка сундука, она, решая сложные геометрические задачи доказала, что земля движется вокруг себя и вокруг солнца, причем не по кругу, а по эллипсу, в одном из фокусов которого находится светило. Естественно, что вокруг такой женщины всегда находились ученики и обожатели. Ее речи были точны и красноречивы, она учила своих учеников доброте и преданности делу, равенству всех жителей Империи и целого мира. «Все мы братья», — говорила она. Для ее внутреннего «я» не существовало понятия «язычество» или «христианство», ибо по ее собственным словам она верила не в религию, а в науку и философию и даже на смертном одре не предала своих взглядов.

    391 год н. э. в слогане фильма выбран не случайно. Он, как уже было сказано, символизирует не только эпохальную смену язычества на христианство, но и год, когда патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия-I разрешение на уничтожение языческих храмов, а по сути, на уничтожение всего наследия, которое так бережно хранилось и передавалось поколениями деятелей римской науки. Так была разрушена Александрийская библиотека. И трудно обвинять в этом только христиан или иудеев. В фильме ясно показано, что ответственность равным образом ложится и на язычников, которые замесили кровавую мясорубку.

    Получилось, что Римская империя разделилась на «своих» и «чужих». Все, кто хотел сохранить свою жизнь, судорожно спешили принять христианство — и не потому, что нашли через нее путь к своему спасению, а лишь из-за того, что новая религия стала единственным способом остаться у власти, как, например, было с Орестом, префектом Александрии и учеником Гипатии. А «истинные» христиане, те, кто действительно нашел в новой вере средство для спасения души, поверили во Христа еще на том этапе, когда христианство было на грани подпольной секты. Как правило, это были неимущие граждане, или рабы, как в случае с Давусом, бывшим рабом Гипатии. Как видно, вопросы взаимосвязи религий тесно переплетаются вокруг главной героини. Она — словно Фемида, пытается всеми силами уравновесить чашу весов. Этот момент прослеживается в тонком любовном треугольнике Орест-Гипатия-Давус. «Все мы братья», — Она не ставила себя выше других, не предавала чужих интересов, держалась на расстоянии от чувств и любовных отношений. При этом создается ложное впечатление, что она никого не любила, но ей далеко не чуждо слово «любовь», ибо оно многогранно и может проявляться в любой ипостаси. Именно по этой любви она подарила свободу Давосу, именно по этой любви он, будучи не в силах изменить решение разъяренной толпы христиан, признавших Гипатию ведьмой, спас ее от мучительной смерти, позволив умереть без страданий. Именно по этой любви Орест, будучи уже христианином, всеми силами оберегал своего учителя от преследований, понимая, какая участь ей уготована.

    Религия становится своеобразным двигателем власти. Ты либо принимаешь ее, либо нет. Третьего не дано. Сейчас кажутся кощунственными те методы, которыми изображались столкновения религиозных интересов. Христиане против язычников, Иудеи против христиан. И у всех одно оправдание всех действий — религия. Убийство не порок, если оно совершено во имя веры. Тысячи, сотни тысяч людей погибли впоследствии из-за этой парадигмы. Однако и сейчас, оглянувшись вокруг, мы увидим те же проблемы народов и религии, идущие к нам из глубины истории, причем, в сущности — по тем же законам и с тем же оправданием.

    Таким образом, Алехандро Аменабар создал фильм, который превосходит все то, что мы до этого знали о европейском историческом кино и ставит новую планку, взять которую кому-либо еще будет очень не просто.

    10 из 10.

    22 февраля 2010 | 00:42

    Когда смотрел это кино, я не думал о его историчности. Было ли все так как показывают на экране. Я смотрел этот фильм именно как человеческую историю. Эта картина в очередной раз напомнила грустную истину реальности, что люди в своем большинстве звери. Хотя я уверен, что каждый про себя думает обратное.

    Этот фильм вообще был для меня приятной неожиданностью. Странно, что такая достойная лента тихо прошла мимо большинства людей и в прокате. А ведь это кино ни чем не уступает например Страстям Христовым в вопросах веры. Читая здесь малочисленные отрицательные рецензии я заметил, что это кино обвиняют как очередную киношную агитку. Но вы вдумаетесь… разве не по таким законам жила церковь в древние и средние века? Вот именно. Так что в этом кино точно есть очерк истины того времени. Даже в самой библии например в истории о Потопе вспомните с чего все началось. С таких же людей и с таких же событий. Когда люди забыли кто они есть и превратились в гордых, самолюбивых зверей прикрывая свои поступки зачастую псевдо верой в Бога. В то время очень часто во всеобщем хаосе случались вот такие трагедии, как в этом фильме, и иногда с гениальными людьми. Мало нам известно примеров? Так что лично я абсолютно не воспринял это кино как очередной агитационный художественный фильм. Эта картина просто отражает очень важную сущность человеческой природы. Мы сами зачастую губим гениальное, прекрасное и просто настоящее, то что у нас еще есть. У кого то это вера, у кого то семья, а некоторых наука. Каждый должен относиться с пониманием к другому человеку даже если вы верите в разные вещи. На то мы и люди.

    В принципе в этом кино нет ни одного реального минуса. Все на высшем уровне. Актерская игра — великолепно. Масштаб — есть. Сюжет — глубокий и не вторичный. Музыка — соответствует. Снято — красиво. В общем советую этот фильм каждому человеку в не зависимости от возраста и вероисповедания.

    9 из 10

    19 апреля 2010 | 04:44

    Конец четвертого века нашей эры ознаменовался помимо упадка Римской империи еще и триумфальным шествием новой религии — христианства. Некогда находящаяся в тени язычества и гонимая секта, со временем приобретшая громадное количество адептов, получила равноправие с прочими религиозными культами, а в показываемое в фильме время ставшая государственной религией. Еще шумели Вселенские соборы, еще шел спор о Символе веры, еще не был введен целибат (обет безбрачия) для священнослужителей, но тяжелая, сметающая несогласных, поступь христианства неумолимо наступала на остатки язычества. С неразрешимых противоречий, между христианами и язычниками и начинается фильм «Агора». В центре повествования ни только женщина-философ Гипатия, но и конфликт власти и Церкви. «Подчинение» светской власти духовной идет не напрямую, поиск врага Веры будь то, язычники или евреи, ученые или институты власти, являются оправданием действий вначале епископа Теофила, а затем и епископа Кирилла. Разрушение храма Сераписа и сожжение находящийся в нем библиотеки начало этой борьбы. В горящих свитках рукописей угадывались грядущие костры инквизиции, а в «парабаланах» во главе с нестрийским монахом Аммонием монашеские ордена, отправляющие на костер еретиков. И все это не столько для спасения душ заблудших, сколько из-за власти над людьми. Многоконфессиональная Римская империя в лице своих исполнительных органов оказалась не готова к такому напору.

    И вот посреди бушующих страстей религиозных и светских находится Гипатия. Женщина посвятившая себя науки до самоотречения. Она не выбирает мужа себе, ибо ее муж это наука, она не выбирает религию, ибо ее религия философия. Ее не интересуют споры христиан с язычниками, ее интересуют звезды и движение их по орбитам. Может ли теория Птолимея о небесных светилах стать источником любви? Может если за понимание истины надо ее полюбить. Самоотречение Гипатии сродни фанатичной вере монаха Аммония, только вот предметы их поклонения разные у одного это Священное Писание (Слово Божье), а у другой философия. И на тот момент они не совместимы, надо делать выбор в пользу одного и идти по выбранному пути до конца.

    Бесподобно снятый фильм, с богатыми декорациями, передающий не только быт и нравы той поры, но и глубинные противоречия Церкви и власти. Без прикрас показано и язычество с жрецами готовых к пролитию крови, и христиане во главе с епископами также не боящимися пролить кровь своих противников. Бескомпромиссность европейского кино не дает возможности оторваться от экрана, горящий взор епископа Кирилла читающего Библию сливает зрительный зал с церковным залом или сливает его атриумом дома Гипатии под звездным небом. И уже стерта грань между искусством на экране и реальной жизнью. За режиссуру и сценарий брависсимо сеньор Алехандро Аменабар!

    Не могу пройти мимо и актерской игры — Гипатия (Рейчел Вайз) срывает у меня аплодисменты за воплощение женщины ученого на экране. Взгляд, слова, интонация передают ум и волю этого человека, прошедшего свой выбраны путь до конца. Ее отношения к ученикам, трогательное и нежное, будь они христианами или язычниками, или даже рабом, проливает нерастраченную любовь на их головы. Участь свою она принимает со смирением и покорностью. Хорошо сыгранно.

    Аммоний (Ашраф Бархом) суровый монах, не поступающийся ни чем во имя своей Веры. Сыгранная фанатичность выбранному пути вызывает восхищение, сродни тому как вжился в образ Сами Самир в роли епископа Кирилла, эти двое олицетворение мощной поступи христианства на экране. Две роли, передающие всю гамму чувств и оттенков эмоций предстоятелей победившей Церкви.

    Трагично воплощен на экране префект Орест в исполнении Оскара Айзека, любовь к женщине и не до конца определенные приоритеты в вопросах веры и долга, его сущность, он христианин, но в душе римлянин, чуждый религиозного фанатизма. Актер смог показать исторического Ореста, который был слабее Кирилла, что в итоге привело его к поражению в борьбе с епископом. И конечно показал трагизм любви к Гипатии. Макс Мингелла в роли Давоса — раба Гипатии, трагичен и реален, он не сверхчеловек, он не может восстать из своей роли раба, ему нужен поводырь, именно этим объясняется его уход к «парабаланам». Он раб с рабской психологией подчинения и вырваться из этого не в его силах. Отличное вживление в роль.

    И музыка, и картинка радуют слух и глаз в этом фильме. А периодические съемки Александрии и Земли из космоса в самые напряженные моменты создают атмосферу ничтожности земных страстей перед мощью Вселенной, разгадку тайны, которой искала героиня фильма.

    Изумительный фильм, передающий с фантастической реальностью события более чем полуторатысячалетней давности, где тесно переплетены, любовь и жажда власти, милосердие и жестокость.

    10 из 10

    15 февраля 2010 | 16:38

    Агора — фильм обо всё и ни о чём. О том как и почему была сожжена Александрийская библиотека, что помешало евреям и христианам жить в мире, что есть христианство и на чьих костях строилось. Я не эксперт в вопросах христианской веры, но то какой она предстала передо мной во всей своей бессмысленности и беспощадности, во гневе, как огонь, сжигающий всё на своём пути — она мне не нравится, она ужасна! Да, это и моя вера, но этот фильм заставил меня бояться её!

    Сколько горя, несчастий, смертей и несправедливости вместил один фильм. Здесь и история становления и развертывания христианства в Египте. Здесь и история мальчика-раба настолько любившего свою бывшую госпожу, что задушил её своими собственными руками, чтобы она, обреченная на скорую позорную смерть, не мучалась.

    В этом любовь и милосердие.

    А лейтмотивом всей картины, как лучи солнца на песке, лежит история смелой женщины и выдающегося ученого — Гепатии. Непонятой своим же народом, ни на миг не отрекавшейся от собственных убеждений, ищущей истины во тьме. Что, скажите мне, что плохого она сделала в своей жизни? Чем помешала, лишь живя на свете и дыша одним воздухом с людьми других религий, веря, что все люди равны между собой. Почему женщина не может быть свободной, свободной от условностей религии и семьи, почему в мире мужчин нет места женщинам, способным видеть за гранью привычного круга — небесный эллипс?!

    И всё равно — она только женщина?!

    Это и философская притча о поисках и получении ответа на вопросы гелиоцентрической модели вселенной Аристарха.

    Три в одном, четыре в одном, пять в одном — здесь есть всё и нет ничего.

    Я думаю, что это самое чёткое определение фильма.

    6 из 10

    27 января 2011 | 13:45

    Религия — учение о Боге, с древнейших времен объясняющее мироустройство нашей планеты, но также и инструмент для удовлетворения собственных амбиций и достижения поставленных целей. Как отмечают специалисты, из трех ныне существующих мировых религий — буддизм, христианство, ислам -, войны не велись только из-за первой из перечисленных. Две другие использовались как официальный предлог для развязывания крупных военных конфликтов с целью захвата новых земель и территорий (например, крестовые походы) или достижения иных целей. В фильме «Агора» прекрасно показано, как христианство становилось одной из главенствующих религий.

    Христианство, с самого своего зарождения в качестве религиозного учения, было верой униженных и оскорбленных — рабов и бедняков. Их привлекало в этой вере то, что для христианского бога все люди равны, то, что главными постулатами были — добродетель, милосердие, терпимость, всепрощение. Но после того, как в начале IV века нашей эры христианство стало официально признанной религией в Римской империи, многие постулаты этого учения стали трактоваться в угоду церковных сановников. Христиане-экстремисты не гнушались многократно нарушать 10 главных заповедей, считая, что совершают богоугодное дело!

    Конец IV века, Византия, город Александрия. Один из немногих оплотов языческого политеизма. Но христианство набирает все большую силу, кто-то добровольно принимает эту веру (в основном рабы), кто-то принимает эту веру с целью извлечь из этого выгоду — занять выгодный государственный или церковный пост (бывшая знать). Христианство превращается в инструмент для завоевания и укрепления собственного положения в обществе, оно позволяет манипулировать сознанием народа. Священное писание трактуется с выгодной церковным иерархам точки зрения, все инакомыслящие изгоняются или уничтожаются. О главных христианских принципах все как будто забывают, нет ни милосердия, ни терпимости. Вместо того, чтобы подставить другую щеку (как якобы учит Господь), христиане наносят еще более жестокий ответный удар. «Возлюби ближнего своего как самого себя» — этот принцип на протяжении всего фильма ни разу не был претворен в жизнь. О равноправии между мужчиной и женщиной можно забыть, эта половая дискриминация достигнет своего апогея в известной книге «Молот ведьм», изданной в конце XV века, и до конца не изживет себя еще и в наши дни. Великолепная александрийская библиотека — хранилище многовекового опыта предшествующих поколений, уничтожается религиозными фанатиками только за то, что они были написаны «язычниками» и ими же впоследствии и читались. Все это найдет свое отражение во времени, принятым называть «темным средневековьем».

    Несомненно, что христианство даст в будущем огромный импульс для развития искусств. Но, развиваться будут только направления, официально одобренные церковью, наука также долгое время будет под запретом, а всех несогласных будут сжигать на кострах инквизиции. Разве этому учил Бог? Милосердие и сострадание не более чем пустой звук! «Не убей» — главная заповедь божья, которую не соблюдал практически никто в этом фильме. Если ты не хочешь принимать новую веру, значит ты умрешь («возлюби ближнего своего, как самого себя»).

    Самое поразительное, что хоть с тех времен, которые показаны в фильме, прошло более 1600 лет, ситуация не сильно изменилась. Как высшие церковные иерархи, которые в стенах церкви учат свою паству соблюдать церковные заповеди, могут сами их нарушать и разъезжать на шикарных машинах, носить дорогущие часы из драгоценных металлов?! Я остаюсь верен своим принципам: религия не более чем инструмент для манипулирования умами большей части людей, который помогает другой, намного меньшей части, руководить ими.

    Все вышеописанные исторические события конца IV века нашей эры представлены нам сквозь призму судьбы одного человека. Гипатия — женщина-философ, которая даже перед страхом смерти не предала свои идеалы и осталась верна им до конца. Ее во многом радикальные взгляды пугали как ее бывших учеников, так и религиозных фанатиков, которые видели в ней угрозу. Фильм отчетливо демонстрирует нам, как огнем и мечом утверждалась новая вера, но как были и люди, способные пойти наперекор утверждающемуся порядку. Отличные декорации и костюмы, панорамные съемки, животрепещущая и актуальная по сей день тема.

    Но не смотря на достаточно критический, по отношению к христианству, характер повествования, при просмотре я не мог отделаться от мысли, что история жизни Гипатии во многом воспроизводит жизнь самого Иисуса. Может быть так задумано, может вышло случайно, но смотрите: Гипатия также проповедует свою «религию» (только ее религия — наука) среди учеников (апостолов), среди них в будущем найдется и свой Иудушка и свой Петр (который отречется от своего учителя в самый ответственный момент). И про тот исход, который ее ждет, Гипатия несомненно догадывалась, но тем не менее стойко приняла свою судьбу.

    Великолепный фильм!

    10 апреля 2010 | 20:26

    Когда я впервые услышала о фильме, что-то внутри меня перемкнуло. Зажегся огонек любознательности и, как оказалось, совершенно верно меня притягивало желание познакомиться с данной картиной.

    «Визуально и интеллектуально совершенное кинематографическое полотно, реализующее наше возвращение к нашим истокам, стирая разницу в 1600 лет, когда речь заходит о том, во что мы верим.»

    Режиссура великолепна, так же как и игра прекрасно подобранных актеров. До глубины Души удалось прочувствовать то, что происходило на протяжении всего фильма… Меня переполняли слезы, сострадание, переживания, вдохновение, радость открытий, страсть, сдержанность, боль и отчаяние, ненависть и любовь, вера и угнетение, тело окутывали мурашки… Музыка, краски, взгляды. Всё здесь гармонично и достойно восхищения.

    Сильная картина. Сложная. Переплетенная множеством нитей смыслов. И каждый отыщет в ней что-то свое, сможет получить урок, осознать что-то важное.

    Это история об истории. Небольшом кусочке бытия человечества и о моменте когда мир изменился.

    О том как стремление человека познавать, изучать тайны и загадки вселенной, связей бытия, жестоко осуждается незнающими и не желающими быть людьми понимающими. Ведь каждый человек верит в свою истину.

    История о слепоте религиозных фанатиков, об ошибочном суждении и вере, искаженно воспринятой в священных писаниях. Приверженцы которой стали на путь жажды и ненависти к тем, кто не желал разделять ее с ними. Картина предлагает усомниться в благоразумии религиозных убеждений, которым многие слепо следуют. Евреи. Христиане. Язычники. И при всем этом — наука, приравнивается к атеизму. Но так ли это на самом деле? Религия породила гордыню и тщеславие в сердцах людей. Стремление превознести себя выше, превзойти ближнего своего, возвысится над ним… на самом деле религия лишь жадно пытается подстроить и уверовать себя в деяниях Божьих.

    И люди шли на безумие, убивая неверующих, закидывая камнями тех, кто не поддавался надменности и чванству и был верен своим собственным истинам.

    Это история о женщине, мудрой и прекрасной Гипатии — верящей в философию, посвятившей себя науке. Женщине, жестоко осужденной за свой интеллект. Ее вера не касалась религий. Ее вера стремилась в бескрайние просторы неба. Для нее Солнце было подобно Богу-Отцу, прародителю всей нашей вселенной.

    «Если две величины равны третьей величине, то они равны между собой».
    Мы все равны. Мы все едины. Мы все братья.
    Но что есть истинная религия, как не Любовь?

    9 из 10

    28 февраля 2013 | 20:05

    Наверное, всегда трудно писать комментарии, на подобные фильмы, потому что это, так называемые, фильмы из разряда «неформат». Мы привыкли к обычным фильмам, которые не заставляют «напрягать мозги», где уже с первых секунд понятно, кто «хороший», кто «плохой», за кого болеть, а кого ненавидеть. Тут же совсем другое: тут думать надо!

    Агора — это фильм про переломный момент истории, когда не понятно, кто «хороший», а кто «плохой», кому надо сочувствовать, а кому желать поражения. Писать про такие фильмы всегда сложно. Это как наши фильмы про Революцию, в которых не понятно, где «наши», а где «не наши». Такие фильмы воспринимаются обществом не однозначно, и всегда делят общество на два лагеря. Так и здесь: кто «наши»? Белые? Или красные? Язычники? Или христиане? Ясно одно: такой фильм заставляет думать, а это — самое главное.

    Писать комментарий про этот фильм, так же как и про фильмы про Революцию, трудно еще и потому, что написать надо так, чтобы не задеть чувства ни тех, ни других. Нужно быть предельно объективным и предельно нейтральным. А это практически невозможно.

    Как бы там ни было, фильм «Агора», как и многие фильмы про Революцию, это фильм про то, как рушится старая система, и на ее руинах возникает совершенно новая. Общество «на ходу переобувается» и начинает играть по совсем другим правилам. Кто-то легко и быстро приспосабливается к новым правилам игры, кто-то медленно и скрепя зубами, а кто-то сделать этого не может и вовсе. Такие переломные моменты Истории всегда оставляют за собой кучу трупов и невинных жертв.

    Казалось бы, чем этих христиан не устраивал Античный Мир? Ведь он уже существовал со своим величием и достиг относительного совершенства? Там была своя красота и своя идиллия. Наверное этот вопрос такой же философский, как и чем большевиков не устраивала Царская Россия.

    Хотя может быть, ответ был дан в самом фильме? Круг — это самая красивая и совершенная фигура, но тем не менее, Земля все-таки движется по эллипсу. Так и здесь, каким бы мы не хотели видеть этот мир, каковы бы не были наши представления о красоте, этике и эстетике, а История движется по своей траектории. Не зависимо от того, нравится нам это, или нет.

    1 октября 2013 | 18:08

    Что может быть для историка глобальней истории Римской Империи? А если ее еще и экранизировать собрались. В фильме Алехандро Аменабара, который выступает сценаристом и режиссером фильма, прекрасно показано множество моментов, которые изменили мир. Да, я не побоюсь этого словосочетания. В фильме, который собрал в себе массу прекрасный актеров, затрагивает множество вопросов, которые актуальны до сей поры. Чуть позже мы коснемся этих вопросов…

    И так, «Агора́" (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). Многие в своих рецензиях говорят о том, что фильму больше бы подходило название «Гипатия», чем «Агора». Да, я понимаю мотивы таких высказываний. Практически все глобальные сюжеты фильма сосредоточены вокруг девушки-философа Гипатии, которую великолепно воплотила в жизнь Рейчел Вайс. При всем этом, именно на главной агоре (площади) Александрии происходят все события. Например, когда Аммониус проходит через горящее пламя, когда начинается бунт против христиан и тд. и тп. Все эти моменты происходят именно на агоре. Именно она увидела все, что увидели мы и даже более.

    Не могу сдержать эмоций о том, как же Рейчел гармонично вписалась в роль девушки-учителя, которая для того, что бы понять истину мироздания готова положить за эту идею свою жизнь. Казалось бы, что еще нужно? Гипатия — умна, образована, а главное — красива. Она бы без малейшего затруднения могла бы найти себе мужа и жить спокойно в самой могущественной державе того времени. Зачем далеко ходить, ведь она могла ответить на любовные взгляды и действия своего ученика, а позже префекта, Орестеса, роль которого сыграл Оскар Айзек. Стоит отметить, что актерский состав был действительно подобран качественно. Все актеры не только физиологически подходящие для своих ролей, они еще имеют моральную стойкость, как для фильма качающегося истории Римской Империи. На лицах граждан Римской Империи никогда не было страха и сомнений… они всегда верили, что завтрашний день обязательно будет. Вот именно такие вот качества мы можем прочесть на лице Гипатии в любом кадре, который бы нам не предоставил режиссер.

    Нельзя не отметить тот факт, что для Рейчел Вайс не в новинку сниматься в историческом кино. Две «Мумии», а также «Враг у ворот» должны были научить Рейчел понимаю и чувству фильма, а также исторической роли. Как говориться, опыт он и в Африке опыт.

    Как я уже говорил, что фильм подчеркивает актуальные вопросы. Все мы знаем, что именно Александрия была мозговым центром всего образования того времени. Именно Александрия своим сердцем имела огромную библиотеку, разрушению которой режиссер отводит примерно 10 минут времени фильма. Как же печально смотреть кадры, когда в воздух взмывают сотни свитков, которые несли в себе массу полезной информации. Вот что бывает, когда к власти приходят не те люди, а именно люди, которые ничего не понимают, в данном случае, в науке. Александрийская библиотека хранила в себе «двигатель» мирового прогресса, в исчезновением которого человечество отстало в развитии примерно на 1000 лет… Это не Александрия потеряла библиотеку — это мир потерял библиотеку.

    Христиане. Что можно сказать о них? Да, я понимаю, что режиссер пытался показать христиан движимых религией, а не верой. Я думаю, что ему это удалось. Даже более, он в некоторых моментах переусердствовал. Некоторые моменты, никаким образом не липнут к христианам. Например, момент, когда в центральной части города собрались представители двух «генераций» — язычники и христиане. Представитель христиан, Аммониус, ведет себя слишком вызывающе. Обращение к Богу идет на уровне панибратства. Уверен, что такого не мог бы себе позволить даже один из пророков. Да, я понимаю, что христианство проявлялось во все времена по-разному. Начиная от творения милостыни до кровавых крестовых походов, от жертвы Иисуса Христа на Голгофе до предательства веры, ради сохранения собственной жизни. Как бы там ни было, думаю, что в фильме переусердствовали желанием показать последователей Христа, как христиан-гонителей, как христиан-захватчиков. Не забывайте, что христиане получили возможность выйти из подполья только недавно и не могли иметь огромного авторитета в народе. Желание крови, которое показано в кадрах, когда один их предводителей христиан первым бросает камень в префекта… даже не знаю, как и назвать…

    Единственное, что могу сказать, как в оправдание такому «зверскому» лицу христианства, то что такое состояние людей, я имею ввиду верующих людей, может наступить, когда сердца людей потеряют веру, а наполняться — религией. Религия — это мертвая материя, которая не несет в себе ничего доброго. Какими бы добрыми лозунгами не прикрывалась религия — она не имеет ничего общего с Богом. Это лично мое мнение и вы можете быть с ним не согласны. Очень хотелось бы, что бы люди не судили о христианах именно по сценам данного фильма. Не ищите сходства между экранными и реальными христианами. Ищите веры в Бога, а не религии.

    Последнее на чем остановлю внимание, это образ Давуса (Макс Мингелла), раба Гипатии. Как же прекрасно смогли операторы и гримеры показать деградацию парня… с помощника (ибо слово «раб» не особо подходит к статусу Давуса в распоряжении Гипатии) до одного из приближенных к лидерам христиан. Деградация на лицо. Вспоминается история написания картины «Тайная вечеря» Да Винчи, где образы Иисуса и Иуды были срисованы с одного человека с разницей в пару десятков лет. За это время человек смог деградировать так, что стал уже последним нищим алкоголиком, который идеально подошел на образ Иуды.

    Как вывод… хотелось бы, сказать, что Священная Римская Империя — была, есть и будет самой большой загадкой для любителей истории. Уверен, что никогда не иссякнет материал для таких вот прекрасных фильмов, как этот. Ну, а также хотелось бы, что бы каждый человек искал в своей сердце Бога, а не заполнял его (сердце) религией.

    Хороший фильм. С учетом «христиан-захватчиков» — 

    8 из 10

    14 декабря 2011 | 22:46

    Алехандро Аменабар, неплохой испанский режиссер, прославившийся созданием оригинала американского фильма «Ванильного неба». Ну, ещё конечно была лента «Другие» с Николь Кидман, снятый по заказу её тогдашнего мужа — Тома Круза. Ну и ещё «Море внутри» про эвтаназию.

    Ни с того ни с сего, Аменабар, не имевший ранее доступа к большим бюджетам, получил карт-бланш на съёмку своего эпохального кина аж за 75 миллионов долларов. На главную роль определили английскую еврейку Рэйчел Вайс. Фильм сняли сразу на английском, дабы американцам не пришлось тратить деньги на дубляж. И что получилось?

    А получилось то довольно сносно. Ближайшая параллель — последний фильм великого Милоша Формана «Призраки Гойи». Правда, там и сценарий был лучше, и постановка жестче, и актёры сильнее. Но это всё детали.

    Некая Гипатия (умница, красавица, философ и романтик) выдвигает теории об эллиптичном движении Земли вокруг солнца на фоне прихода «молодых» христиан к власти в городе Агора.

    Сама по себе идея фильма хороша, и мне лично импонирует, но снято всё это очень плоско. Даже не по-голливудски (нет ни особо пафоса, ни постановочного размаха), а просто плоско. Персонажи шаржевые. Египтяне с их богами — исключительно добрые и мудрые. Христиане с их богом — исключительно невежественные звери. Да, пусть так и есть. Но ведь можно было и тоньше это показать. Не так, что — здесь плохие, а тут хорошие.

    Проблема фильма в том, что он находится где-то между европейским и голливудским стилями. Рэйчел Вайс — слишком миловидна и вообще настолько положительна, что в её ум едва ли верится. На что ушли те 75 миллионов — не знаю. Может на санкционированное использование заставки Google Earth в качестве пролога и эпилога? Проработка персонажей настолько поверхностна, что сопереживать не получается. Исторически события переврали вдрызг (о чём в интернете целые дискуссии бушуют).

    Я прекрасно понимаю почему Аменабар хотел снять такой фильм — быть гомосексуалистом в христианской стране не сахар (впрочем, Альмадовар как-то справляется, и не сказать, чтобы жаловался), и наконец он получил возможность отомстить всему пуританскому невежественному миру. Я с ним полностью согласен.

    Но в результате получилось то же, что и у Гаса Ван Сента с «Харви Милком» — ван Сент так мечтал рассказать о жизни и насильственной смерти этого политика-еврея-гомосексуалиста, что напрочь забыл о художественной ценности ленты.

    7 из 10 (в основном, за импонирующую мне идеологию)

    20 мая 2010 | 12:46

    Историческое кино всегда было весьма специфичным жанром, ведь совместить историческую точность с собственным взглядом — задача непосильная для иного режиссера. Весьма зыбкий баланс, если его все же достичь, отнюдь не гарантирует похвалы требовательного зрителя: воспитанная на сказаниях о героях и просто выдающихся личностях, публика порой отвергает ленты без масштабных съемок и упоминания громких событий. «Агора» Алехандро Аменабара — не просто очередная экранизация событий Древнего мира, но еще и идеальная возможность для зрителя оценить исторический фильм без пафоса и бравады, углубиться в древний мир, не опасаясь быть обманутым альтернативным взглядом творца. Ручаться за абсолютно правдоподобное описание 391 года до н. э. опрометчиво, но разочароваться не придется как рядовому зрителю, так и поклоннику эллинистической эпохи.

    «Агора» уместила в себе несколько сюжетных линий, главная из которых, без сомнения, — повествование о Гипатии, античном мыслителе, чьи труды ставят под сомнение оригинальности открытий таких титанов науки, как Галилей и Коперник. Первая женщина в ученом мире, она развила идею предшественников о вращении Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как считали ее современники, и открыла явление вращения Земли. Люди, считавшие планету плоской, на ее лекциях словно прозревали, ибо свет науки, излучаемый Гипатией, рассеивал тьму загадок и сомнения в умах слушателей. Величие ее ума дополнялось красотой, она влюбляла в себя, восхищала — трудно отрицать, что прекрасная Рэйчел Вайс идеально подошла для этой роли. Монолит науки на хрупких плечах девы — символ грядущей новой эпохи.

    Не на фоне, а именно параллельно следует описание религиозных перемен — на смену развратному язычеству и политеизму в частности приходит набирающее силу христианство. Весьма деликатный вопрос, способный оскорбить иные взгляды, в «Агоре» представлен на редкость правдиво и исторически верно: наступление христианства было постепенным, сопровождалось разрушениями и реками крови. Церковь, как посредник меж богом и человеком, своеобразно толковала вопрос об убийстве: совершенное против иноверного в назидание или наказание, оно не считалось преступлением. Карая язычников, христиане были нетерпимы и к науке, одним из главных представителей которой была Гипатия. Она принесла в жертву науки не только любовь, отвергнув воздыхателей, но и религию — Гипатия отказывалась принять христианство, что с позиции ученого того времени было вполне обоснованно. «Если веришь — не сомневаешься», — говорила она, и, веруя лишь в науку, отвергала вызывающую сомнения религию.

    Трагический конец Гипатии символизирует последующее отношение церкви как к науке, так и к женщине — в последствии тысячи ученых были убиты как еретики, а сотни тысяч (по некоторым данным миллионы) женщин — как ведьмы. Но жертва этой великой женщины, верной своему призванию до самого конца, не оказалась напрасной — ее труды до сих пор вызывают как минимум уважение, а Земля все так же вращается вокруг Солнца в память о той, что сама была светилом для окружающих. Сказание о ней, именуемое «Агора» — настоящий подарок для любителей эллинистической эпохи, поклонников философии и исторического кино.

    9 из 10

    20 февраля 2010 | 01:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Нельзя просто так взять и объявить кастинг седьмого эпизода «Звездных войн». Столь любимая завеса секретности, присущая проектам Джей Джей Абрамса, продолжает скрывать правду об актерах, причастных к проекту, поэтому приходится довольствоваться слухами. На этой неделе появилось новое имя — Оскар Айзек, известный по фильму братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Промокампания «Пробуждения силы» выставляет Оскара Айзека молодым актером, то есть ставит в один ряд с Дэйзи Ридли и Джоном Бойегой. Но 35-летний Айзек не только старше ребят, но и имеет солидный актерский опыт. КиноПоиск поговорил с актером о его персонаже, о Силе, об Апокалипсисе и о фигурках. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Перейдём к нашим священным коровам - трейлерам. Я выгоню их на лужок попастись и пощипать свежей травки, а параллельно главный ковбой объяснит, почему «Зорьку» не стоит называть «Дросидой». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 321 242 181
    2.Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!11 355 225
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens6 973 316
    4.ВыжившийThe Revenant6 939 795
    5.The Revenant6 050 443
    05.02 — 07.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3200 661 706
    2.И грянул штормThe Finest Hours116 820 934
    3.30 свиданий56 189 214
    4.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa34 358 322
    5.Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black28 187 066
    05.02 — 07.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 085 924655 281
    Деньги556 224 013 руб.163 776 628
    Цена билета266,66 руб.4,00
    05.02 — 07.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Заплати другомуPay It Forward8.176
    141.День суркаGroundhog Day8.175
    142.АладдинAladdin8.175
    143.Пятый элементThe Fifth Element8.174
    144.ТерминалThe Terminal8.174
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Чёрная ПантераBlack Panther90.31%
    47.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.29%
    48.Лига справедливости: Часть 2Justice League Part Two90.14%
    49.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast90.05%
    50.Охотники за привидениямиGhostbusters90.01%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    5-я волнаThe 5th Wave22
    Потому что люблю1
    Мафия: Игра на выживание105
    КэролCarol13
    ДэдпулDeadpool50
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДэдпулDeadpool8.322
    И грянул штормThe Finest Hours7.451
    В активном поискеHow to Be Single7.540
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.759
    Ставка на любовь
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!03.03
    Три девяткиTriple 903.03
    Дивергент, глава 3: За стенойThe Divergent Series: Allegiant10.03
    премьеры