всё о любом фильме:

Белая лента

Das weiße Band - Eine deutsche Kindergeschichte
год
страна
слоган-
режиссерМихаэль Ханеке
сценарийМихаэль Ханеке
продюсерШтефан Арндт, Файт Хайдушка, Маргарет Менегос, ...
операторКристиан Бергер
композитор-
художникКристоф Кантер, Аня Мюллер, Мойдел Бикел, ...
монтажМоника Вилли
жанр драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  600.1 тыс.,    Германия  396.4 тыс.,    Италия  98.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время144 мин. / 02:24
Деревня в протестантской северной Германии. 1913-1914 года. Канун первой мировой войны. История о детях и подростках церковного хора, поддерживаемого деревенским школьным учителем и их семьями: бароном, управляющим, пастором, доктором, акушеркой, землевладельцами. Происшедший загадочный несчастный случай постепенно принимает характер карательного ритуала. Кто стоит за этим всем?
Рейтинг фильма
IMDb: 7.80 (52 260)
ожидание: 61% (761)
Рейтинг кинокритиков
в мире
85%
117 + 20 = 137
7.6
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Подзаголовок фильма — «Немецкая детская история».
    • Фильм снимался в цвете, а потом был переведен в черно-белое изображение.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 701 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    При попытке передать сюжет «Белой ленты» мы всегда отталкиваемся от «череды странных событий в одной протестантской деревне». Но после пересказа фактов наша версия истории растворяется в тёмных углах самых причудливых домыслов и предположений, подхваченных от всех тех отрезанных ниточек повествования, что Ханеке намеренно оставляет чуть ли не в каждой минуте экранного времени.

    Никто не согласится, что несчастные случаи, произошедшие с доктором, крестьянкой и сыном барона, ничто не объединяет. Именно на этой договорённости строит свой диалог со зрителем режиссёр, подключая для него такого незаурядного персонажа, как молодой школьный учитель. Немецкий учитель в качестве рассказчика — фигура очень неслучайная. Кому как не ему может быть интересно стать на место исследователя социального механизма деревни, да с утомляющей педантичностью припоминать мельчайшие детали забытых всеми событий столетней давности.

    Важно понимать, что социальный механизм — те неоспоримые правила, что регулируют отношения членов этого маленького сообщества, — основной объект, выбранный для изучения. Эти правила касаются разных членов общины в разной степени. В большей степени они регулируют жизнь тех, кто сам задаёт весь жизненный уклад, — членов семей пастора и управляющего. В меньшей — крестьян, достаток которых зависит от следования этим правилам. Наконец, есть герои, которые вольны руководствоваться собственными соображениями: учитель с его критическим мышлением, баронесса с её вольнолюбивыми устремлениями.

    Рассказ учителя разбивает социальный механизм на чёткую трёхцветную палитру.

    Белый мир социально одобряемых отношений демонстрируется сбором урожая, торжественной конфирмацией, освещённым кабинетом пастора, принимающего в нём собственных детей со всей официальной строгостью, а также празднованием Дня Жатвы на широкой площади. Белый мир объединяет лучшее, что есть в этой удалённой деревушке, — красоту высоких манер и внешнего благочестия граждан. Это тот мир, который позволено увидеть каждому.

    В сумрачно-сером мире закрытых дверей принято решать конфликтные вопросы, не выносимые наружу. То, что останется только между мной и тобой. В соответствующих сценах доктор унижает акушерку, барон узнаёт от жены неприятную новость, а пастор принимает в кабинете учителя. Примечательная деталь: во всех эпизодах один из персонажей почему-то подходит к окну, будто пытаясь застраховаться от случайного взгляда снаружи.

    В чёрном мире кто-то натягивает проволоку и избивает умственно неполноценного ребёнка. Эти сцены не позволено увидеть никому. И вопрос «Кто?» в этом случае окажется более чем неуместным. Именно таким, каким воспринимает его Клара, в одной из последних сцен беседующая с учителем. Этот вопрос нельзя задавать в белом мире.

    Ключевым эпизодом для понимания «странных событий» я вижу сцену конфирмации Клары. Безупречное поведение которой почему-то не даёт покоя отцу, прилюдно обличающего её в разных мелочах. После показного раздумия на самой церемонии отец соглашается с трёхцветной палитрой мироустройства.

    Михаэль Ханеке задаётся вопросом «Почему это происходит?» в самое удачное для этого время — во время подготовки к утверждению во взрослой жизни. Через 30 лет каждый будет задавать себе этот вопрос, но для ответа ему придётся вспомнить, что иногда самым чистым и белым в нашем мире оказывается пустой символ, привязанный к чьим-то волосам.

    10 из 10

    16 июня 2011 | 01:18

    Что я понял из этого фильма? Во-первых, что Михаэль Ханеке явно не мой режиссер. Мне не нравится ни «Белая лента», ни «Забавные игры», потому что я не вижу там смысла. Во-вторых, что фильмы длиннее двух с половиной часов меня просто утомляют. В-третьих, что номинация на Оскар и всякие списки must-see не гарантируют качество. В-четвертых, что на КиноПоиске поиск по ключевым словам работает плохо, ибо Первой мировой войной тут совершенно не пахнет. В общем, я жалею, что потратил свое время на это кино.

    Очень скучное развитие сюжетной линии отлично гармонировало с серостью на экране. Это было так «увлекательно», что я с трудом различал персонажей. Правда, потом мне удалось отделить пасторских детей от докторских и т. д. Но не удалось узнать, кто же был виновен во всех злостных делишках, совершаемых в немецкой деревушке, и почему это происходило? Детективная линия явно не удалась. Единственное, что иногда вызывает хоть какие-то эмоции, — это некоторые эпизоды с насилием и унижениями (избиение детей, оскорбления акушерки, убийство птички, привязывание к кровати и т. п.). По-моему, Ханеке повернут на этой теме. Уже второй его фильм наполнен такой же гнетущей атмосферой безнаказанности зла.

    Я все-таки вижу мир в более ярких тонах, поэтому работы Ханеке мне неприятны. По-моему, он своей работой решил повязать каждому зрителю белую ленту, как делал это пастор своим детям. Но только мне кажется это слишком претенциозным китчем?! Возможно, я предвзято к нему отношусь, но фильм действительно досмотрел с трудом, потому что это чертовски скучно и уныло. Не мое кино.

    2 из 10

    25 июня 2013 | 22:34

    Детектив или драма? Драма или детектив? Что важнее: найти виновных, вычислить преступников или просто рассказать историю. Историю поучительную, горькую, временами ужасающую. Историю из давно ушедшей эпохи, но актуальную и сейчас.

    Так, значит, историю.

    Приподнимая занавес, глядим на мир детей и взрослых деревни.

    Тут царствует королевство кривых зеркал: мужья, ненавидящие своих жен; родители, презирающие своих детей; дети, сеющие злобу и жестокость; пастор, говорящий от Бога, но действующий от Дьявола.

    Череда неприятностей опускается на маленькое селение. Жители должно быть страшно встревожены, возмущены, объяты страхом. Но так ли это?

    Взрослые, загнанные в угол, униженные и оскорбленные, отчаянно строят из себя могущественных и всесильных. Презренны и трусливы, они прививают презрение и трусость детям. Отцы секут детей, желая доказать свою власть; желая не наказать, но победить. Ненависть торжествует, и ненависть порождает ненависть.

    Говорится, «Детская история». Таки да. Детская. Ведь, неспособные признать свою вину и любовью пожинать любовь, уважаемые мужчины с грозным выражением лиц и их покорные жены и есть эти «невзрослые». «Невзрослые», которые творят мир. Мир и Войну.

    15 февраля 2016 | 01:43

    Картина не о детях, а о насилии. О его истоках. О той обстановке, в которой жили, живут и будут жить наши дети, если мы не изменимся.

    Фильм получился монотонным. И дело здесь не в черно-белой стилистике или серьезности проблемы.

    Два часа нам откровенно морочат голову. Великомудрый отец семейства приказывает одеть белые ленты, как символ чистоты, не тем детям. Точнее, белые ленты нужно повязать всем жителям этой деревни, а лучше — натянуть огромный белый тент через всю деревню.

    Только, мало, что изменится. В белокурой голове не обязательно должны рождаться светлые помыслы.

    Картина выглядит удручающе. Не знаю, была ли такой задумка изначально или в процессе повлияла разочарованность настоящим и неверие в будущее хера Ханеке. Но в ней нет ни единого проблеска, ни намека на хоть какого-нибудь положительного героя.

    Единственный, казалось бы, положительный персонаж и тот превратился в обыкновенного труса. Всегда проще сбежать от проблемы, нежели решать ее. Стать портным и никогда больше не возвращаться в это гиблое место. А в месте ли дело? Может, в людях?..

    Несмотря на то, что «Белая лента» — фильм с открытым концом, я считаю это весьма условным. Ведь на протяжении всей картины четким рефреном звучит негласное: ничего невозможно изменить.

    Я в это не верю. Более того, твердо убеждена в обратном.

    5 из 10

    26 февраля 2011 | 11:07

    Предупреждение: В данной рецензии огромное количество восторженных слов и эпитетов. Мнение, высказанное в рецензии, может не совпадать с Вашим. Но автору без разницы. Автору фильм понравился.

    Браво, господин Ханеке! Браво! Браво в очередной раз! Захватить зрителя, обволочь его вязким черно-белым мирком, задать тучу вопросов, и как всегда не ответить — великолепно! Главный исследователь насилия в очередной раз констатирует факт — люди не исправимы. Жестокость и насилие — понятия неразделимые с понятием самого человеческого общества. И как всегда он констатирует это так, что спорить не получится — не сможешь. Более того, автор исследует этот вопрос в рамках не семьи, и даже не деревни — в рамках всего мира. Общество в преддверии катастрофы. Общество, которому поберечься-бы, но оно никак этого делать не хочет. Великолепно!

    После просмотра сидишь с открытым ртом. И лихорадочно думаешь. Думаешь над многими вопросами. Во-первых, как фильм вышел таким удивительно красивым? Возможно, это влияние того, что фильм снимали в цвете, а лишь потом перевели в черно-белый формат. Но так поступали и раньше. Такие стильные черно-белые фильмы, как «Begotten», «Eraserhead», «Un chien andalou» и даже почти стальной «Sin City» Родригеса и те пасуют перед фильмом Ханеке. Операторская работа — высший пилотаж! Отсутствие музыки так же идет «Das weisse Band», как никакому другому фильму.

    Во-вторых, думаешь над тем, какая же все-таки в Австрии удивительная актерская школа: все актеры, в том числе и дети, которые обычно своей игрой в кино в лучшем случае раздражают. Здесь великолепны и Учитель, и циник Доктор, и ханжа Пастор, и все остальные безымянные герои. Кстати, о героях. «Das weisse Band» не делит персонажей на хороших и плохих — все члены этой коммуны повинны в случившихся преступлениях. И интеллигент-Учитель, и бесхребетная Баронесса. Что интересно, все взрослые безымянны. Имена имеют лишь персонажи-дети. Намек на стирание личностных качеств в процессе воспитания?

    В-третьих, думаешь над смыслами фильма. И приходишь к выводу, что смыслов много. И трактовок у фильма тоже может быть великое множество. Тут и всегдашняя у Ханеке тема насилия, и темы воспитания, вины, разложения общества. Тема австрийского народа. У них, оказывается, тоже не все хорошо! И у них есть проблемы! Причем ой какие большие. А вот как сам Ханеке высказался о своем фильме: «Наш народ исчерпал себя». Видимо, как всегда, констатация факта. Не могу судить. Но другой факт, многократно высказываемый Михаэлем может подтвердить каждый думающий человек — тоталитаризм растет из детства. Это Фрейд. Это все Фрейд.

    Браво!

    8 из 10

    22 декабря 2012 | 20:28

    Долго не решался посмотреть эту картину немецкого режиссера Михаэля Ханеке известного мне по таким фильмам, как «Пианистка» и «Забавные игры» (ремейк). Кино это было удостоено высшей награды на кинофестивале в Каннах. С чем я заочно был не согласен, так как уже давно оценил все достоинства главного соперника «Белой ленты» — криминальной драмы «Пророк» Жака Одиара. Однако после просмотра «Белой ленты» я изменил свое мнение. Картина премии однозначно достойна.

    Многие называют этот фильм скучным и даже нудным. Да, возможно в нем нет резких сюжетных поворотов. Но этого и не требуется. Этот фильм таков каким он и должен быть. Ведь в нем есть идея, есть философский подтекст.

    Думаю надо внимательно наблюдать за происходящим в предвоенной немецкой деревне, чтобы понять посыл адресованный нам режиссером. Ведь главной целью картины не является найти ответ на вопрос Кто совершает все эти преступления? Конечно детективная линия придает некую изюминку этому творению, но суть фильма отнюдь не в этом. Идея заключается в том, что создатель всех этих бед само, прогнившее до самого основания, общество.

    Действующих лиц в фильме довольно-таки много, и все они в нем великолепно воплощены актерами. Особенно хочется отметить игру Бургхарта Клаусснера, мастерски исполнившего роль пастора. Всяческих похвал также достоин начинающий актер Кристиан Фридель (учитель). Ну и конечно же дети ничуть не уступающие зрелым актерам (а в чем то может и превосходящие их).

    В картине чувствуется фирменный почерк Ханеке, который можно уловить лишь посмотрев пару его картин. Это проявляется как в манере повествования, так и в визуальных решениях. Но сильнее всего это проявляется в неопределенности финала (похожее наблюдалось и в «Пианистке»). Возможно Ханеке просто манипулирует зрителем, но может быть он предоставляет нам самим домыслить. Во всяком случае до конца понять фильм окажется намного сложнее чем это выглядит на первый взгляд.

    «Белая лента» — сложный, символичный фильм, заставляющий зрителя задуматься над до сих пор актуальными проблемами. Обязателен к просмотру для каждого истинного киномана.

    9 февраля 2010 | 17:26

    Писать мнение о фильмах мастера Ханеке, все равно, что делиться мнением относительно Луны. Что я могу сказать? Есть факты, есть догадки, есть интерес и лютый, непередаваемый страх. Гнетущая атмосфера абсолютной пустоты, непроницаемой, осязаемой черни, прорвать которую может только остро наточенный нож.

    Я смотрел этот фильм в три захода, в течении пяти лет. Смотрел его в компании прекрасной женщины, смотрел его один, смотрел его на работе и дома… Я всегда о нем помнил.

    Все три раза я начинал сначала (как можно иначе?) и третий, победный раз, растянулся на целых две недели.

    Тяжелая, черно-белая картинка, безупречные актеры, долгие, монотонные планы и односложные диалоги. Сцена с велосипедом и рыбой мой фаворит отныне. Это очень напоминает мои попытки познакомиться с теми девушками, которые нравятся мне ну очень сильно.

    1914-й год, грядет война. Протестантская деревушка на окраине Северной Германии. Ни саундтрека, ни цвета, ни мотивации, ни финала. Вы ничего не получите, но оторваться будет невозможно. Лишь только временные перерывы, чтобы набраться сил и продолжить наслаждаться этой темной, детективной историей о насилии, витающем в тяжелом воздухе отмщении и легкой, приятной как весенний ветерок надежде.

    Ханеке пугает своими откровениями.

    Неловкость и неприятные сцены, на ряду с высшим уровнем режиссуры заставляют смотреть, смотреть в оба глаза, не отрываясь и дрожа при каждом тяжелом моменте. Каждый новый раз, включая его фильм, вы добровольно становитесь соучастником чего-то мерзкого, гнетущего честную душу, но на столько притягательного, что хочется продолжать смотреть, но только поделиться потом… очень тяжело.

    10 из 10

    20 апреля 2014 | 09:58

    Глубокая и откровенная картина Михаэля Ханеке, с творчеством которого удалось мне познакомиться не так давно, причем откровенная не в плане определенных сценичных эпизодов, а в плане «оголения» человеческого быта в замкнутой на экране общине, которая на заре произошедших в истории событий, сама готова преподнести резонанс и хаос.

    Фильм Михаэля Ханеке «Белая лента», пожалуй, один из редчайших представителей европейского и мирового кинематографа, который основан на изысканном стиле изложения текста, язык, которым общается режиссер со своим зрителем, понятен для каждого по-своему. Картина демонстрирует причинно-следственную связь между странным образом происходящими событиями, авторы картины в свете четких и ясных событий, дают возможность пройтись по лабиринту и в каждом уголке кадра найти тайно спрятанный ребус.

    Атмосфера и визуальный ряд фильма переданы замечательно, безмолвные лица главных героев и отсутствие эмоций, весь сюрреализм, переданный на экране вопреки своему определению, все равно становится ясным для зрителя. Подводя итог, могу отметить талантливую режиссерскую работу Михаэля Ханеке, которому можно привести в один ряд Дэвида Линча и Терренса Малика, который фильмом «Белая лента» оставляет не слабое чувство страха и пустоты, и показывает нам целый коктейль причин страшных событий общества, политики прошлого и будущего.

    9 из 10

    12 сентября 2011 | 11:43

    1913 год, деревня в северо-восточной Германии (Пруссии). жизненный уклад уже не средневековый, но еще не вполне буржуазный. Размеренная жизнь, всяк сверчок знает свой шесток. Экономическая власть принадлежит аристократии — барону, без работы в его имении большинству крестьян не прокормиться. Второй после барона по влиянию — протестанский пастор. Есть и интиллигенция — доктор и учитель.

    И вот в этой полупатриархальной деревне возникает напряженность, свершаются мелкие злодейства. Старый жизненный уклад дает трещину. А впереди — 1914 год, после которого жизнь никогда уже не будет прежней.

    Смотреть этот фильм с целью развлечения особого смысла нет. Это не детектив (нет расследования), не триллер (нет экшна), не мелодрама (любовная линия есть, но совершенно пасторальная). Рекомендовать для просмотра с детьми нельзя (есть откровенные сцены, с точки зрения эстетики — полный ноль). Характеры основных персонажей «обозначены», но они «статичны», нет развития характеров в ходе сюжета. «Бурных страстей» мало, и то они на периферии сюжета. Получается, что зтот фильм и не драма.

    Так что же это такое? Слепок с «жизни немецкой деревни 1913г.»? Но я сомневаюсь, что показанные преступления были так уж типичны.

    Значит, перед нами притча. Притча о том, что патриархальный уклад, крестьянская твердолобость и протестантская суровость породили нацизм. Но это ни в какие ворота… Во-первых, нацизм зародился не в лютеранской Пруссии, а в католической Баварии. Во-вторых, в Англии времен Диккенса религиозное мракобесие, религиозное ханжество и жестокость в отношении детей были в сто раз похлеще — и никакого нацизма там не появилось. В третьих, важной состаляющей нацизма был антисемитизм — а в фильме ни одного еврея нет.

    Т. о., и на «притчу о возникновении нацизма» не тянет. Остается в сухом остатке:

    -неплохая зарисовка социальной структуры прусской деревни начала ХХ в.;

    -прекрасно сыгранный пастор — живой урок того, что надо идти в ногу со временем, и методы воспитания, примененные в свое время к тебе, могут оказаться не годными для следующего поколения;

    -трогательная невеста учителя (и мировой папа невесты).

    6 из 10

    6 сентября 2010 | 02:37

    Мой университетский преподаватель по истории стран Европы и Америки однажды сказал: «Как вы думаете, кто изобрел маргарин? Конечно немцы!». И этой фразой он выразил все свое отношение к этой нации рациональных и упорядоченных людей. В «Белой ленте» Ханеке я их узнала. Есть некие моменты и черты, присущие представителю любой нации, но в этом фильме они приобретают какой-то особенный национальный оттенок и привкус.

    Очень сложно говорить об этом фильме. Он наполнен символами и деталями, которые каждый волен трактовать по-своему. Поначалу, когда я осмысливала это кино, мне казалось, что в нем слишком много загадок и слишком мало отгадок. Но позже родился риторический вопрос: а так ли это важно? Скорее всего, мысль автора глубже и глобальнее, чем придумает самый искушенный в решении головоломок мозг. Но приятно то, что автор не заигрывает со зрителем, не вкладывает в его голову готовых решений. В общем, кино не для «поколения ЕГЭ».

    Эта небольшая патриархальная немецкая деревня, где царит веками заведенный порядок, которому следуют все: от барона до самого последнего крестьянина, на поверку оказывается настоящим «тихим омутом», «Потёмкинской деревней», где за красивым лакированным фасадом происходит разруха и распад. Лицемерие, скрытое насилие. Все старожилы об этом знают, но не выказывают явного любопытства к происходящего за чужими ставнями и тем более не испытывают страха. Смутное беспокойство ощущают только не местные, те, кого судьба забросила в этот внешне тихий уголок в уже сознательном возрасте. Рассказ ведется от имени учителя школы — единственного «живого», внутренне свободного и однозначно положительного персонажа на всю округу.

    Не думаю, что режиссер сознательно подводит зрителя к мысли «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст», то есть, сегодня ты — домашний таран, а завтра твои наклонности разовьются в масштабах страны. Думаю, такой мысли тут попросту не может быть. Ханеке — немец, хоть и гражданин Австрии. А для немца любой намек на то, что его предки развязали кошмарную по своим масштабам войну, очень болезненное дело. Не думаю, что это фильм-оправдание или фильм-исследование корней явления под названием фашизм и тех черт «нации маргарина», что легли в его основу. Это философская притча про некий микрокосм, порожденный ханжеством, лицемерием и бездуховностью. Ну вот, типа, как церковь есть, а Бога в ней — нет. Хотя, кто его знает? Ханеке — еще тот любитель покопаться в душевных ранах.

    1 июня 2013 | 19:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>