всё о любом фильме:

Храброе сердце

Braveheart
год
страна
слоган«Все умирают, но не все живут по-настоящему»
режиссерМэл Гибсон
сценарийРэндалл Уоллес
продюсерБрюс Дэвей, Мэл Гибсон, Алан Лэдд мл., ...
операторДжон Толл
композиторДжеймс Хорнер
художникТомас Е. Сандерс, Кен Корт, Нэйтан Краули, ...
монтажСтивен Розенблюм
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  17.4 млн,    Аргентина  2.27 млн,    Испания  2.17 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время178 мин. / 02:58
Номинации (5):
Действие фильма начинается в 1280 году в Шотландии. Это история легендарного национального героя Уильяма Уолласа, посвятившего себя борьбе с англичанами при короле Эдварде Длинноногом.

Он рано лишился отца, погибшего от рук англичан, и его забрал к себе дядя Оргайл, который дал ему хорошее образование в Европе. На родину Уильям возвращается уже взрослым человеком, мечтающем завести семью и жить мирной жизнью.

Но судьба распорядилась иначе. Его невесту убили англичане, и он начал свой крестовый поход за свободу.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (723 589)
Рейтинг кинокритиков
в мире
78%
51 + 14 = 65
7.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Несколько главных сражений в фильме пришлось переснимать из-за того, что на статистах в кадре были замечены солнечные очки и наручные часы.
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Король Эдуард I умер не в одно время с Уоллесом, а через два года (в 1307 году).
    • В изображении битвы при Стерлингском мосту отсутствует собственно Стерлингский мост, который сыграл важную роль в победе шотландцев.
    • Реальный Уильям Уоллес не мог быть отцом Эдуарда III, как это предполагается в фильме. Между казнью Уоллеса (1305 год) и рождением Эдуарда III (1312 год) прошло 7 лет.
    • Король Эдуард I не был язычником, как это утверждается в фильме. Более того, он был участником Восьмого крестового похода.
    • Отец и брат реального Уильяма Уоллеса были убиты в 1291 году, то есть когда Уоллесу было около 21 года, а не 10, как это показано в фильме.
    • Захват властями Уоллеса был спровоцирован не предательством отца Роберта Брюса, как это показано в фильме, а предательством лояльного английскому королю шотландского рыцаря Джона де Ментейса.
    • Синяя краска из вайды, которой накрашены лица Уоллеса и его соратников, применялась древними кельтскими воинами. В XIII веке, когда происходит действия фильма, она не использовалась.
    • На 45 минуте, когда Марон привязывают к столбу, у солдата, которого она укусила есть борода, хотя в прошлой сцене он гладко выбрит.
    • Любовная линия между Уоллесом и английской королевой (Изабелла Французская) не могла иметь места в реальности. На момент основных событий фильма (1297-1298 годы) Изабелле было около пяти лет и она жила на родине — во Франции, при дворе своего отца короля Филиппа IV.
    • еще 6 ошибок

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Мел Гибсон, получив за «Храброе сердце» премии «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую режиссуру, признавался, что вовсе не ожидал подобного результата (призами Американской киноакадемии были также отмечены фильм в целом, работа оператора Джона Толла, мастеров грима и звуковых эффектов). Но, как ни странно, в своей второй режиссёрской работе популярный во всём мире актёр в большей степени убедителен не столько в качестве исполнителя роли реального исторического героя — шотландца Уильяма Уоллеса (1267—1305), боровшегося за независимость своей родины против английского короля Эдуарда I. И ещё надо отметить, что любопытны два совпадения: Гибсон сыграл Уоллеса как раз в возрасте 38 лет (а шотландский бунтарь умер тридцативосьмилетним), и сценарист-дебютант Рэндалл Уоллес является однофамильцем (может быть, и далёким потомком) национального героя Шотландии. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2775 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    С одной стороны, чересчур сентиментальное зрелище, обернувшееся в непрерывный трех-часовой эпик, показывающий насколько горячо и трепетно — сердце человека, у которого отняли самую дорогую ценность в жизни. Воплотить такое на экране крайне тяжело. Но еще тяжелее — правильно высказать смысл фильма, а также всю его безысходность и обреченность в плане творческой составляющей. Вроде бы и неплохое повествование, но при просмотре тебя никак не покидает чувство — обмана. Этот эффект здесь наблюдается, причем в большей степени, чем хотелось бы в действительности. История ленты многострадальна, это понятно, но тем не менее обойтись с ней можно было и посерьезнее. Резкие смены локаций, недосказанность в диалогах (а вот это и впрямь возмущает), и причем такой закрученный мотив, вертящийся до самого конца, предполагающий невозможность совершаемого главным героем. То бишь, реалистичности не хватает, вот. Да и атмосфера весьма отпугивающая, какая-то не своя, что ли…

    Если же рассмотреть картину с другой стороны, то можно подметить достаточно удачную попытку Мэла Гибсона — войти в ряд культовых режиссеров, не обладающих особыми навыками профессионализма, но при всем при этом имеющих свою собственно место в этой сфере, известной, как кинематограф. Короче, как ни крути, но все же Мэл свое дело сделал, не без минусов, конечно, но все же сделал. Может быть, не будь кино настолько перехваленным, то и особых претензий к режиссуре у меня и не было бы, но что имеем — то имеем. То, что демонстрирует своей работой Гибсон — явно не является эталоном своего жанра, да и ко всему тому тем творением, способным не только претендовать на «Оскар», но и получить его в частности. Хронометраж сведет с ума любого, но крепкий экшн (да, вы не ослышались) быстро испарит чувство затянутости, приведя в порядок даже самого невеселого кино-смотрителя. К слову, визуал, как и вся техническая часть ленты, полностью оправдывают свой бюджет в 72 миллиона долларов. Кто не верит, тот не видел, это я вам точно говорю.

    Сложив пазл вместе — перед нами вырисовывается относительно удачный проект, со своими тараканами (особенно по части сценария). Драматизма предостаточно, местами даже очень. Жаль вот только, что без пафоса не обошлось. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Можно ли сказать, что Мэл отдался созданию фильма — целиком и полностью? Однозначно, нет. Хотя, учитывая положения кино на тот год, то Гибсон больше остался в выигрыше, нежели нет. Так что, какой-никакой, а прогресс имеется. Войдет ли «Braveheart» в века — каждый для себя решит в отдельности. Но объективно же — ответ тоже отрицательный.

    25 июня 2013 | 17:11

    Сколько в нашей истории примеров того, как сильный притесняет слабого? Сколько стран и народов было покорено путём насилия и жестокости? Но всегда найдётся человек, способный сказать: «Нет», способный воодушевить окружающих, своими словами и поступками стать примером для подражания, символом борьбы, непокорности и простого желания быть свободным. Для Шотландии, таким героем оказался Уильям Уоллас. И через 700 лет он национальный герой, о котором с придыханием говорят на Родине.

    Иногда, нужны трагические события, чтобы разжечь в человеке пожар решительности. Сами англичане превратили Уильяма в воина и борца, отняв у него самое дорогое-любимого человека, поработив его страну, унизив его народ. И, собственно, у него не осталось ничего, за что можно сражаться, кроме Свободы. И хочется подчеркнуть, что Уоллас, превратил всё не в личную месть, а смог разжечь освободительный пожар по всей Шотландии.

    Какова должна быть внутренняя сила человека, чтобы за ним пошли люди? И не только пошли, а были готовы без колебаний отдать за него жизнь. Ему не нужны титулы, не нужны земли, а его заслуженная слава идёт далеко впереди него. Человек, ставший героем и освободителем при жизни и символом борьбы после смерти. Человек, имя которого история сохранит навечно.

    Мэл Гибсон снял потрясающий по своей энергетике фильм, который не стареет вот уже на протяжении 15 лет(хотя срок для кинематографа немалый). Здесь все аспекты доведены до совершенства. Безупречный сценарий, поразительной красоты операторская работа, чувственное музыкальное сопровождение, масштабнейшие батальные сцены. Бесспорно, что Мэл ещё в далёком 95-м доказал, что способен снимать отличнейшее кино. И не просто снимать, а иметь собственный, ни с чем не сравнимый режиссёрский почерк. Браво Мэл Гибсон! Вы этого действительно достойны.

    Актёрская игра тоже находится на высочайшем уровне. Каждый актёр вдохнул жизнь в своего персонажа, наделил его характером. Умная и обворожительная Софи Марсо, коварный и жестокий Патрик МакГухан, терзаемый муками совести Энгус МакФадьен, преданный и бесстрашный Брендан Глисон и ещё многие другие. Ну и конечно же сам Мэл Гибсон, создавший неповторимый образ волевого борца за свободу, легендарного героя Уильяма Уолласа.

    Я ещё долго могу восторгаться этим шедевром. Но к чему пустые слова. Просто… Фильм, который вы в обязательном порядке должны увидеть. Фильм о жизни и смерти того, чьё имя навсегда останется в истории как символ борьбы.

    P.S. Да, историю пишут те, кто казнят героев, но им не сломить веру людей. И как бы не вычёркивали англичане имя Уильяма Уолласа из истории, но его не вычеркнуть из памяти шотландцев, даже через 700 лет.

    9 из 10

    28 августа 2010 | 01:14

    Борьба за независимость всегда влекла за собой многочисленные потери. Но Свобода, которой добивались всеми силами, стоила гораздо больше, чем любая жизнь. Уильям Уоллес посвятил всю свою жизнь этой борьбе, вместо того, чтобы завести семью, дом и жить спокойной жизнью в живописных природных краях. Вот что значит «судьба распорядилась по-своему». Проделав огромный путь, начиная с маленького восстания и заканчивая грандиозной баталией, он закончил свою жизнь на эшафоте, в ужасных муках и агонии выкрикнув всего одно слово: «Свобода!»

    Этот фильм без промедления можно занести в категорию культового. Идеальная актерская игра, потрясающая операторская работа и замечательный сюжет делают «Храброе сердце» совершенным фильмом о мужестве, доблести и смелости. Мел Гибсон потрясающе справился с ролью, невозможно представить кого-то другого на его месте. С одной стороны — «дикарь» (в хорошем смысле этого слова) с безграничной любовью к своей родине, с другой — превосходный военный стратег, владеющий иностранными языками.

    Софи Марсо в роли принцессы Изабеллы несравненна, на мой взгляд — это лучшая ее роль. Невероятно красивая и женственная французская принцесса, верящая в настоящую любовь, находит ее не в объятиях сына английского короля, а в лице Уильяма Уоллеса. И в момент его пленения, она делает все, чтобы его освободить. Но когда конец был неизбежен, она сражает короля, лежащего на предсмертном одре своей безжалостной местью, разрушая тем самым все, ради чего он жил.

    В фильме есть несколько интересных приемов, например синяя краска, которой накрашены лица Уоллеса и его сподвижников, использовалась древними кельтскими воинами и выглядела очень эффектно и устрашающе для противника. Особенно выдается музыкальное сопровождение — кельтская музыка, благодаря которой фильм приобрел настоящее «историческое содержание».

    Национальным героем Уильяма Уоллеса сделала не только война, он сумел сплотить большинство недружелюбно настроенных друг к другу шотландских кланов. Самое интересное, что Уоллес имел не политический или финансовый интерес в исходе войны с англичанами, а боролся как патриот.

    19 июня 2008 | 17:07

    Я клянусь защищать
    И мы до конца будем драться.
    Я клянусь живым не сдаваться
    И знаю, мы выстоим,
    Ведь это наша земля!
    Я клянусь, что мои сыновья
    Родятся свободными.


    (Iron Maiden)

    Песню «The Clansman / Член клана» британская рок-группа Iron Maiden сочинила под впечатлением от вышедшего на экраны в 1995 году фильма «Храброе сердце» Мела Гибсона. Совсем немного фильмов, которые могут вдохновить так как «Braveheart». Это исключительно сильная и красивая картина о шотландском патриоте сэре Уильяме Уоллесе, картина, от которой веет благородством и искренностью.

    Alba.

    Шотландия (по-гэльски Alba) — издревле независимая северная страна, страна горцев, она всегда была в числе территориальных интересов более богатого и более экономически развитого соседа — Англии. Начиная с XI века английские короли пытались подчинить себе эту страну. В наше время Шотландия входит в состав Великобритании, но даже сейчас страна борется за свою независимость, ведь трудно поверить, что в прошлом два непримиримых врага могут жить в абсолютном мире. 11 сентября 1997 народ Шотландии проголосовал за новый независимый от английского парламент. Это историческое событие случилось ровно 700 лет спустя после величайшей победы шотландцев над англичанами на Стерлингском мосту, когда две тысячи шотландцев под руководством Уильяма Уоллеса победили 10-тысячную английскую армию…

    Хранитель Шотландии.

    Уильям Уоллес. Его имя звучит по всей Шотландии и находит отголоски в сердцах шотландцев. Его поступки говорят о бескомпромиссной борьбе за независимость его страны. Он умер как мученик и стал легендой. На сегодняшний день мало достоверных фактов об этом человеке, потому что англичане уничтожили практически все источники, где упоминался шотландский герой. Многие англичане считают Уоллеса бандитом и смутьяном. Истинно верно, что «историю пишут палачи героев».

    Рождение шедевра.

    «Уильям, я сделал всё что мог. Надеюсь, я достоверно пересказал твою историю» — Рэндалл Уоллес. Всё началось с того, что начинающий сценарист Рэндалл Уоллес, шотландец по происхождению, поехал в Шотландию, чтобы найти своих предков. Там он узнал о своём знаменитом однофамильце Уильяме. История героя настолько поразила Рэндалла, что он загорелся написать о нем. Результатом долгой и кропотливой работы стал сценарий, названный «Braveheart». Рэндалл вложил в него душу и был готов бороться за него. Он сказал режиссеру, что либо фильм будет о том, во что он верил — история об отважном человеке, который следовал своему сердцу, либо фильма не будет вообще. В итоге сценарий практически полностью вошёл в окончательный фильм — начиная от вступительной закадровой речи до финальных кадров, настолько он был хорош.

    Во встрече двух близких по духу людей есть что-то знаковое. Потому что Мел Гибсон, начинающий режиссер, сам горел желанием снять такой фильм. Как только он прочел сценарий, он захотел стать режиссером будущей картины. И вряд ли кто-то поставил бы фильм лучше. Но играть в своём фильме Мел не планировал, но они так и не нашли актера, о котором можно было сказать: «Это — лидер, за ним пойдут». Тогда режиссер принял решение самому воплотить этот сложный образ…

    Воплощение героя.

    «Все умрут. Но не все живут по-настоящему»

    Трудно найти в кино более яркий образ героя. В фильме Уильям абсолютно открытый и честный человек. Он всё делает от души, от души радуется и от души ненавидит. Все эмоции видны у него на лице и слова перестают быть нужными. Достаточно вспомнить сцену предательства на поле брани и лицо Уильяма в тот момент, когда он смотрит на своего врага, а потом ложится на землю и просто хочет умереть, сильнейшая сцена!… Но когда нужно, Уильям решителен и твёрд как камень, а по отношению к врагам он жесток и беспощаден как и положено средневековому войну. Зато с любимыми женщинами он нежен и искренен. Свою единственную настоящую любовь он пронёс через всю жизнь и как красиво, что символом этой любви стал цветок чертополоха — национальный символ Шотландии.

    Они могут забрать наши жизни, но они никогда не отнимут у нас свободы!

    Уильям — прирожденный лидер. Он знает, что нужно сказать людям, а ещё важнее, как повести себя, чтобы люди пошли за ним. Он не просил, но люди поддержали его в своей деревне, когда он выступил против англичан. У него не было ни титулов, ни замков, ни земель, но многие дворяне пошли за ним на войну…

    «Мне очень страшно. Дай мне сил достойно умереть»

    Очень важна сцена казни Уильяма. Каждому человеку страшно, ведь казнь через четвертование чудовищно жестока даже по средневековым меркам. И он не хочет умирать. Но гораздо больше он боится умереть, не добившись своей цели, ведь он так и не смог объединить шотландский народ, и он боится, что никто не поддержит его веру в свободу Шотландии после его смерти. Поэтому он должен умереть как мученик, умереть достойно, умереть за свою веру и своей смертью вдохновить людей на дальнейшую борьбу за СВОБОДУ.

    Сердце битвы.

    Наверно, ни в одном фильме, ни до, ни после, нет таких яростных и реалистичных сражений, как в «Храбром сердце». Их жестокость сродни средневековой. Их размах впечатляет. Но самое главное, битвы интересно смотреть: все маневры ясны, а главные герои не теряются в толпе. А легендарная конная атака англичан — просто эталон, который многие пытались повторить. Во всем этом заслуга великолепного оператора Джона Толла.

    Музыка Шотландии.

    Использовав волынки в своих композициях, композитор Джеймс Хорнер создал истинно шотландскую музыку к этой картине, и её невозможно спутать ни с чем. Без этой очень красивой, а временами пронзительной музыки впечатление от фильма было бы совсем другим. Одна из лучших работ талантливого композитора.

    Участники событий.

    Помимо Уильяма Уоллеса в картине множество важных персонажей. Некоторые из них являются реальными, другие вымышлены. Объединяет их одно — все они запомнились. Это и искусный стратег, талантливый правитель и надменный, жестокий человек, король Англии Эдуард I Длинноногий, и утонченная, чувственная принцесса Изабелла Французская (Софи Марсо), и колеблющийся, ищущий себя Роберт Брюс, и скромная, но смелая девушка Мэрион (Катрин МакКормак), и конечно главные соратники Уильяма — «безумный ирландец» бесстрашный Стивен, «дикарь с нежной душой» богатырь Хэмиш (Брэндан Глисон) и гордый, прямолинейный ветеран Кэмпбелл.

    Финал.

    Своей картиной Мел Гибсон прославил Шотландию и шотландский народ на весь мир, а имя Уильяма Уоллеса стало синонимом героического сопротивления тирании. От первых кадров, когда мы видим великолепные пейзажи Шотландии и до последних, когда меч Уильяма одиноко колеблется на ветру, фильм красив. А посылы фильма актуальны во все времена. Этот фильм бессмертен, как бессмертна ценность таких человеческих качеств как храбрость и мужество и таких понятий как свобода и равенство.

    «Я не хочу падать духом. Я хочу верить как он»

    18 мая 2010 | 20:17

    1995 год был триумфальным для режиссера-актера Мэла Гибсона. Он снял кино, которое помнят и будет помнить много поколений. Я думаю, что в период премьеры фильма, вся Шотландия боготворила Мэла Гибсона, восхищалась этим режиссером, который по геройски и с большим уважением показал народ Шотландии в 1280 год, когда почти вся их страна была захвачена королем Англии Эдуардом I Длинноногим. С этим фильмом Мэл Гибсон самый настоящий триумфатор, ведь его картина собрала пять золотых статуэток, среди которых: лучший фильм и лучший режиссер. Мэл Гибсон вложил деньги в картину, прекрасно ее срежиссировал и блестяще исполнил главную роль освободителя шотландского народа — Уильяма Уоллеса. Уильям Уоллес — это человек, который восстал против короля и всей Англии в целом. Он бросил вызов всей стране, дабы доказать, что свободу в человеке можно приглушить, но ни в коем случае не уничтожить.

    За очень короткое время в ряды к Уоллесу присоединилось множество других шотландских кланов, Уильям для всех стал лидером и вождем, который поможет всей Шотландии встать с колен и заявить о себе всему миру, как о стране с сильными и волевыми людьми. Понятное дело, что жестокий король Эдуард Длинноногий не стал терпеть восстания со стороны, как ему казалось, глупых, грязных селян, поэтому бросил армии на усмирения банды Уоллеса, но король еще не знает, что банда уже давно превратилась в армию, готовую на все, дабы отвоевать свою страну и подарить ей свободу. Безусловно, что кинолента «Храброе сердце» — шедевр, это великолепный, очень сильный фильм, который никогда и никем не забудется. Я очень люблю это кино, всегда при очередном просмотре у меня по телу бегают мурашки, а иначе никак, ведь когда смотришь на людей, готовых умереть за свою страну, у которых в глазах не видно ни страха ни боли, тогда начинаешь восхищаться Уильямом Уоллесом и всем шотландским народом.

    В плане режиссерской постановки, фильм был поставлен безупречно. Массовые сцены захватывали дух, операторская работа — блестящая, монтаж, звук, — все на высоком уровне, одним словом, всем пунктам, с которых состоит фильм, — я поставил самую высшую оценку, Мэл Гибсон создал шедевральную историческую драму и он это прекрасно знает. Это в первую очередь великое кино о великом человеке. Картина получилась еще довольно познавательной, ведь помимо внешних конфликтов между двумя странами, сюжет показал нам отдельную линию из жизни Уильяма Уоллеса: «Что заставило его восстать против Англии и как он стал на путь войны, где оказалось много врагов, друзей и предателей, куда же без них». Кино сильное как и сценарием, так и историей, на основах которой и был создан великолепный фильм «Храброе сердце». Уильям Уоллес — это героический человек, сила которого стала колыбелью для свободной Шотландии, и Вы еще до сих пор думаете, что один человек не может изменить мир?

    10 из 10

    27 февраля 2013 | 18:21

    Храброе Сердце нельзя назвать историческим фильмом — чувствуется явное пренебрежение сценариста и режиссера к датам и событиям, однако важно совсем другое: не историческая достоверность, а тот отклик, который фильм вызвал у зрителей.

    Именно поэтому, на мой взгляд, эта картина и обрела успех и мировую известность. Дух борьбы, авантюризм, стремление к свободе пронизывает её вдоль и поперек. Тема очень жизненная и близкая каждому, ведь свобода является важнейшим благом, дарованным людям с рождения, и отбирать её не имеют права ни англичане, ни кто — либо другой.

    Мел Гибсон сумел добиться динамичного развития событий, в которых личные проблемы шотландца Уильяма Уоллеса переплетаются с общим бременем его народа, а именно — неволей и гнетом со стороны англичан. И тогда он решается на восстание, которое оказывается на удивление успешным для общего дела, хоть и плачевным для самого Уоллеса. Еще раз отмечу, что хоть в фильме и упущены многие исторические детали, общая нить повествования все равно остается понятной и в целом правильной, так что сюжет также держится на высоком уровне.

    С точки зрения режиссуры фильм просто великолепен. Мастерски поставлены батальные сцены, сражения англичан и шотландцев. Трудно описать, как они поставлены, это просто нужно видеть своими глазами. Безупречная операторская работа прибавляет фильму зрелищности не только на протяжении экшн — сцен, но и в самых простых и обыденных сценах (например, сцене с цветком).

    Особо заметных актерских работ в фильме не наблюдается, но Уильям Уоллес для меня отныне является одним из самых запоминающихся киногероев всех времен.

    Несколько смущает лишь то, что в англичане показаны исключительно как беспощадные злодеи, а шотландцы — добрые и ни в чем неповинные люди. Но на это можно спокойно закрыть глаза.

    Кстати говоря, по версии британского журнала Empire Храброе Сердце является худшим фильмом, когда — либо получавшим Оскар в главной номинации. Не странно ли это, если через пять лет во многом похожий Гладиатор взял главный приз не только в США, но и в Великобритании? Следовательно, история не так важна, а важен тот призыв, те ощущения, которые преподносит нам фильм.

    9 из 10

    31 августа 2014 | 22:44

    Как-то где-то я прочитал, что «Храброе сердце» Мэла Гибсона считается самым «слабым» фильмом-обладателем премии «Оскар» в истории Киноакадемии. После просмотра я бы сам лично не стал рассуждать столь категорично. Все-таки «Храброе сердце» не из разряда тех фильмов, которые пафосны и напыщенны настолько, что все без исключения считают их беспрекословными шедеврами. Я бы назвал данный фильм скорее визуальным шедевром, когда от работы оператора зависит почти многое, если не многое. И это так.

    После просмотра я для себя разделил фильм условно на три своеобразные части (благо хронометраж фильма позволяет такое деление): история любви, история мести или борьбы, история предательства. Первая часть начинается с совершенно впечатляющих кадров. Камера, словно птица в небе, незаметно парит в небе и до безумия любуется красотами великой Шотландии. Вообще фильм весь снимался в соответствующих сюжету локациях, так что упрекнуть в чем-то фальшивом или ненастоящем оператора Джона Толла было бы равносильным огромному и непростительному ханжеству. Каждый холм, каждое облако, проплывающее в сурового вида небе, каждое деревцо, каждая травинка напоминает мне о том, что вот она какая, настоящая природа, которой искренне восхищались и восхищаются поэты, художники, писатели, да и обычные люди, любящие утопать помногу в таких местах, любезно предоставленных природой. Этот глубоко синеватый цвет фильма описывает холодную и порой меланхоличную погоду на британском острове, но в то же время он расписывает своим присутствием этот особенный шотландский дух. Неудивительно, ведь шотландский флаг именно синего цвета с белым косым крестом. Оператор Джон Толл по делу заслужил свой «Оскар». Как он сумел передать все эти кадры. Я напишу так: это воспевание, это ода природе…

    Вот так бы я объяснил историю любви. Любовь к своей родине, к своим родным землям, к воздуху, которым дышишь так глубоко. Конечно же, как можно забыть о любви к женщине. Она у Уильяма Уоллеса была. Мне очень понравился подход Уильяма Уоллеса к тому, чтобы сразу выразить свои чувства и не тянуть с предложением о женитьбе. Он любит, значит, он знает, что делает. Между прочим, очень хорошее качество настоящего мужчины. Мне пришлась по душе внешность Кэтрин МакКормак, сыгравшую возлюбленную главного героя. Хоть её внешность и не является такой уж выдающейся, но своя красота в ней присутствует. Сразу в памяти всплывает Йоханна Вокалек из фильма «Босиком по мостовой» Тиля Швайгера. Я нашёл мимолетное сходство между этими актрисами. Я считаю, что такие женщины примечательны тем, что их красоту нужно уметь разглядеть. И это только радует…

    В истории мести или борьбы Уильям Уоллес принимается уже за то, что сделает его великим в стане своего народа, а именно восстать против англичан-узурпаторов. Его решительность, храбрость, стойкость духа, приверженность собственным идеям не могут не вызывать восхищения. В эти моменты он не забывал о своей любимой, вспоминая её в спокойные моменты. И не нужно считать, что восстание началось лишь потому, что убили любимую женщину Уильяма Уоллеса (хотя отпечаток явно оставил этот эпизод). Рано или поздно такое событие все равно должно было произойти, но получилось так, что оно началось с личного горя прославленного героя. Следует также отметить, что Уильям Уоллес не являл себя кровожадным дикарем и безжалостным убийцей. Убивал он людей потому, что так приходилось, это было такое время…

    В заключительной истории предательства я снова могу удостовериться в том, что гнусные политики (в фильме дворяне) ничего сделают для своей родины, поскольку их заботят только собственные интересы. Но даже в таких условиях Уильям Уоллес все-таки отправится на встречу с ними, хотя наверняка он и подозревал о ловушке. Мэл Гибсон отлично показал тот момент, когда народ скорее последует за тем, кто как раз и вышел из этого народа, а не за тем, кто смотрит на всех свысока, сидя в своем замке…

    Вообще, как уточняется в других источниках, образ Уильяма Уоллеса, созданный Мэлом Гибсоном, разительно отличается от настоящего рыцаря Шотландии. Но я не считаю это какой-то грубой ошибкой, поскольку одно дело, когда история на бумаге, и другое, когда история на экране. Сценарист Рэндалл Уоллес (хм, какое совпадение или нет…) просто решил романтизировать героя. Сделать его таким, который по-настоящему любит, любит до конца свою Родину. И когда Уильям Уоллес, собрав все последние силы, выкрикивает свое последнее слово, душа разрывается на части, а по коже пробегает мощный холодок. Безусловно, один из самых запоминающихся моментов в истории кино. Мой друг-архитектор не слишком жалует Мэла Гибсона в главной роли ввиду его слишком «американского» лица, но я с ним разойдусь во мнениях. Мэл Гибсон справился со своей ролью именно так, как это и требовалось. Он изобразил настоящего патриота, в то же время романтического…

    После такого «Храброе сердце» просто не может не оказаться в моем списке. Так что отныне и впредь фильм Мэла Гибсона официально входит в мой список самых любимых фильмов в истории моей жизни. В душе моей он оказался без сомнений…

    10 из 10

    З. ы. Благодарю за характерного ирландца, оказавшегося в стане шотландцев. Очень характерный персонаж получился. Да еще и общается с Богом. Это нужно видеть в сцене с его первым появлением. Блестяще!

    31 августа 2011 | 21:32

    В 1995 году благодаря упорству Мела Гибсона, человечество узнало о еше одном подзабытом историческом герое. Это история одного из самых великих национальных героев Шотландии сэра Уильяма Уолласа — лидера шотландских сил сопротивления в течение первых лет войны, длинной, но в конечном счете успешной борьбе, чтобы освободить Шотландию от гнета английских захватчиков.

    В те времена звезда Мела Гибсона горела особенно ярко. При работе над картиной он выступал сразу в трех ипостасях: в качестве продюсера, режиссера и исполнителя главной роли. Очень статный и харизматичный в его исполнении Уильям Уоллас — мощный исторический персонаж с остроумием и романтической душой. За два года до этого Мел Гибсон уже имел возможность поработать режиссером над замечательной лентой «Человек без лица», где он также исполнил главную роль.

    Революция Уолласа была приведена в движение, с большими препятствиями от его же соотечественников… Много шотландских дворян предоставили ему поддержку и жалобу на англичан только на словах, поскольку большинство из них было более обеспокоено богатством и титулами чем свобода страны… Фактически, шотландские лидеры в пользу восстания — или нет — все зависит от английских взяток… Уоллас, в сравнении, является человеком чести, неподкупный и справедливый… Он был посвящен в рыцари и объявлен «опекуном и высоким защитником Шотландии», но столько, сколько он протестовал против шотландских дворян, представленных Эдварду I, Королю Англии, он был удивлен и в шоке, обнаружив предательство ведущего соперника Шотландца за трон — графа Роберта Брюса, которому он доверял. «Люди будут следовать за Вами, если Вы только привели бы их.», так говорил Уоллас графу Брюсу.

    Софи Марсо изящна как несчастная принцесса Франции Изабелла, которая заканчивает тем, что влюбляется в Уолласа, предупреждая его из нескольких ловушек… Французская актриса признавалась, что с радостью приняла приглашение сняться в этом фильме, так как немного подустала от европейского кино.

    Кэтрин Маккормакк в роли Марон и девушки Уолласа — ошеломляющая красавица, которая зажигает его революцию… Именно гибель его невесты по вине англичан разбудила в Гибсоне необыкновенную ярость и силу, побуждающую к действию. А уж какой Гибсон в гневе мы с вами знаем еще по «Смертельному оружию».

    Патрик Макгухэн является пугающим, зверским, и порочным как безжалостный Эдвард, Этот король остается просто воплощением зла…

    Ангус Макфадьен в роли Роберта Брюса двигается как дворянин, порванный между его совестью и политическим стремлением, а Брендан Глисон приносит силу и юмор к его роли как здоровяк Хэмиш — друг Уолласа. Причем этот актер объявляется чуть ли не в каждом известном историческом блокбастере, таких как «Троя» или «Царство небесное». Дэвид О`Хара очень эффективен как сумасшедший Ирландец, который обеспечивает большую часть комического контраста фильма с даже наиболее напрягающими моментами.

    У Мэла Гибсона есть причина гордиться своим творением. Это кино, которое смеет быть чрезмерным… Гибсон представляет неистовые и с простором внушительные сражения именно с чрезмерной жестокостью, и именно его страсть и избыток делают этот фильм просто шедевром. Что и говорить — батальные сцены в этом фильме и правда потрясающие. Ужас и тщетность массированных рукопашных боев не заставляет отрывать глаз, хотя они и довольно отталкивающие… Это — эпическое повествование в самом лучшем виде…

    «Храброе сердце» Гибсона сосредотачивается на человеческой стороне Уолласа, характер, столь огромный, настолько интеллектуальный, и настолько страстный, исследует определение чести и благородства, выдвигая нас следовать за героем в его борьбу против несправедливости и притеснения… Его мощный крик «За свободу» и он сам, несушийся впереди своего войска, разукрашенный и с обнаженным мечом в руке еще долго будет вспоминать зритель после просмотра.

    Хорошо показан пейзаж прекрасных гор Шотландии, покрытых туманом и замечательной музыки волынки… Красивая работа композитора Джеймса Хорнера вызывает воспоминания о его работе для тогда еще будущей ленты — «Титаника».

    Итог. Этот фильм великолепен с первых и до последних кадров. Картины замедленного движения лошадей, готовящиеся заряжать вооруженные воюющие стороны, весь пейзаж Шотландии, который Мел Гибсон захватил с камерой. Найдутся дотошные историки, которые будут обвинять фильм в недостоверности некоторых эпизодов, да и скажут, что насилия в фильме многовато. Но оно действительно служит пункту, что свобода не свободна, и иногда нужно принять смерть в битве за нее, чтобы позволить своему народу быть в итоге свободным. Фильм, получивший «Оскара» в 1995 году, с сильным эмоциональным началом, во время которого даже можно несколько раз прослезиться. Мел Гибсон этим фильмом только подтвердил мнение, что он не только хороший актер, но и режиссер. «Страсти Христовы» и «Апокалипсис» — это только будущие его работы!

    »Каждый человек умирает, но не каждый живет».

    3 декабря 2011 | 13:52

    «Храброе Сердце». Одно сочетание этих слов пробуждает в душе всё самое лучшее, светлое. Благородство, доблесть, честь, достоинство, вера, любовь…

    Гибсон воспевает эти добродетели, напоминает нам о них. Он показывет, что даже столкнувшись с вероломством, насилием, предательством не стоит сдаваться, нужно, преодолевая все невзгоды, стремиться к благородной цели, бороться за неё, а надежда, вера и любовь не дадут тебе ослабнуть и упасть.

    Человек может противостоять жестокой несправедливой действительности, может изменить мир. И это нам доказал Вильям Уоллас, борясь за свободу своего народа.

    26 ноября 2006 | 13:26

    Смотрела этот фильм очень давно, года 4 назад, но до сих пор помню, как тогда понравился мне этот фильм, помню, как я тогда плакала на взрыв, почти по протяжению всего фильма…

    Я считаю, что Мэл Гибсон сыграл просто замечательно, очень выразительно и лирично!

    5 марта 2006 | 18:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 450 руб.
    подробнее

    Новости


    Китайская киностудия Alibaba Pictures, основанная онлайн-магазином Alibaba, инвестирует в два голливудских проекта — «Стартрек: Бесконечность» и «Черепашки-ниндзя 2». Помимо этого, итальянский постановщик Джузеппе Торнаторе поставит фильм, финансированием которого займется Alibaba Pictures(...)
     
    все новости

    Интервью


    Исполнитель главной роли в трэш-боевике «Мачете убивает» Дэнни Трехо в интервью КиноПоиску поделился забавными историями со съемочной площадки, рассказал, что запрещено делать во время работы с Робертом Родригесом, и выбрал свое самое любимое убийство в фильме. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    31 марта 2014 года исполняется 15 лет со дня премьеры фильма братьев Вачовски «Матрица». Самоучки из Чикаго умудрились вылететь из колледжа, сочинить комиксы, начать строительный бизнес, а затем снять один из главных фантастических проектов мирового кинематографа. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Никто не начинал с верхушки. И у вас тоже нет такой возможности. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    15.ПрестижThe Prestige8.627
    16.Игры разумаA Beautiful Mind8.626
    17.Криминальное чтивоPulp Fiction8.617
    18.Операция «Ы» и другие приключения Шурика8.610
    19.Властелин колец: Возвращение КороляThe Lord of the Rings: The Return of the King8.596
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Чёрная ПантераBlack Panther90.64%
    47.Лига справедливости: Часть 2Justice League Part Two90.52%
    48.До встречи с тобойMe Before You90.36%
    49.Чудо-женщинаWonder Woman90.28%
    50.В поисках ДориFinding Dory90.20%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur5
    ТитаникTitanic526
    Фанфан – аромат любвиFanfan30
    Маршрут построен28
    Angry Birds в киноAngry Birds18
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.238
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.902
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.547
    Angry Birds в киноAngry Birds6.534
    Экипаж8.170
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры