всё о любом фильме:

Амадей

Amadeus
год
страна
слоган«Мастер... Музыка... Безумие... Убийство... Киношедевр... ... Все, что вы слышали, - правда»
режиссерМилош Форман
сценарийПитер Шэффер
продюсерСол Заенц, Майкл Хаусман, Бертил Олссон
операторМирослав Ондржичек
художникПатриция фон Бранденстайн, Карел Черны, Теодор Пиштек, ...
монтажМайкл Чандлер, Т.М. Кристофер, Нена Даневич
жанр драма, биография, история, музыка, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  14.8 млн,    Франция  4.59 млн,    Дания  485.1 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время153 мин. / 02:33
Номинации (3):
1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.30 (267 575)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
79 + 4 = 83
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Весь фильм был снят при естественном освещении.
    • Том Халс родился 6 декабря. Его герой Моцарт умер 5 декабря.
    • История, рассказанная в фильме, в достаточной степени является вымышленной. На деле Сальери в свое время был гораздо более популярен, чем Моцарт, и пользовался вполне заслуженным уважением. Шуберт, например, даже посвятил ему одно из своих произведений. А среди учеников композитора числятся Бетховен и Лист. Но с руки Пушкина массами бедолага Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр. К слову сказать, вина Сальери так никогда и не была доказана, и единственным свидетельством против него может служить самообвинение, сделанное на склоне лет в состоянии психического помешательства. От этого и отталкивается Милош Форман.
    • На роль Моцарта пробовался Мэл Гибсон.
    • Опера «Дон Жуан» в фильме снималась на той же сцене, где впервые была поставлена.
    • В одной из сцен фильма Моцарт называет Кристофа Виллибальда Глюка «нагоняющим скуку» и говорит «Мне он не нравится» о Генделе. На деле и Глюк, и Гендель были одними из любимых композиторов Моцарта.
    • Коммунистическая Прага с отсутствием современных ТВ-антенн, пластика и асфальта оказалась идеальной заменой для съемок Вены.
    • Для съемок было построено всего четыре декорации: палата Сальери, квартира Моцарта, лестничный марш и театр водевиля. Все остальное снималось на натуре.
    • Пьеса, которая легла в основу фильма, впервые была сыграна 2 ноября 1979 года на сцене Национального Театра в Лондоне.
    • Концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как «заразительное легкомыслие», в то время, как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу.
    • Том Халс практиковался в игре на фортепиано по четыре часа в день, чтобы выглядеть убедительно.
    • Церемония награждения премией «Оскар» 1985 года проходила в Лос-Анджелесе 25 марта. В финале, для вручения награды за лучший фильм года на сцену поднялся престарелый Лоуренс Оливье, он был настолько взволнован, что вместо объявления номинантов просто прочитал: «Это «Амадей»". Чиновник Академии поднялся на сцену, чтобы проверить, не ошибся ли Оливье и убедившись, что всё в порядке, сигнализировал об этом.
    • Имя Амадей при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, греч. Theophilus, что значит «возлюбленный Богом».
    • Музыка в фильме была записана заранее и игралась на заднем плане во время съёмок.
    • На фоне начальных титров фильма звучит первая часть Симфонии N 25 соль-минор Моцарта.
    • Костюмы и декорации в оперных сценах фильма сделаны по эскизам реальных костюмов и декораций XVIII века.
    • Длительность режиссёрской версии фильма составляет 180 минут.
    • еще 14 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Человек в черном в фильме заказывает Моцарту реквием зимой. На деле была середина лета.
    • В фильме показан один ребёнок, на самом деле у четы Моцартов было шестеро детей, однако выжили лишь двое.
    • В одной из сцен Моцарт присутствует на первой аудиенции у императора Иосифа II, который играет марш, специально написанный Сальери. В конце сцены Моцарт играет этот же марш и решает «улучшить» его. Последний вариант, который он сыграл, является на самом деле мотивом известной арии «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый» («Non piu andrai») из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» («Le nozze di Figaro»); сцена представляет собою чистый вымысел.
    Трейлер 02:25
    все трейлеры

    файл добавилBlue---Door

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Триумфальный приём этой ленты большинством критиков и зрителей свидетельствует о том, что режиссёрская концепция Милоша Формана на основе известной пьесы английского драматурга Питера Шеффера пришлась по душе многим. Выдвинутый на первый план образ посредственного и завистливого композитора Антонио Сальери (его блестяще сыграл Фарид Марри Эбрахам, хороший театральный актёр с Бродвея, мало кому ведомый в кино, и заслуженно получил «Оскар», также победив своего замечательного партнёра Тома Халса), вроде бы интерпретирован в соответствии с ходячей легендой об отравлении гениального Моцарта. Однако вся история в «Амадее» Формана может быть понята вероятностно, почти как бред сумасшедшего, согласно прологу в доме умалишённых. Тут, кстати, обнаруживается внутренняя связь с другим знаменитым фильмом этого режиссёра («Кто-то полетел над гнездом кукушки»), с восторгом принятым повсеместно. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2048 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень красивый и интересный фильм. Если я думал что «Пролетая над гнездом кукушки» лучшая работа Формана, то после «Амадея» — возникают сомнения. Великолепная экранизация истории жизни Сальери, да, именно с его слов мы слышим рассказ.
    Абрахам сыграл великолепно, очень холодный хитрый и двуличный завистник вызывает отвращение на протяжении всего фильма, до самого конца.

    Халс тоже справился, но мне запомнилась Берридж. Очень она вписалась в атмосферу фильма. Вообще, в фильме шикарные декорации и костюмы, здесь их просто невозможно не отметить. Тонко передана самобытность культуры.

    Музыка, музыка, музыка, наверно именно она удерживает зрителя. Каждая сцена музыкальна. В этом фильме — музыка инструмент акцентирования, помогает воспринимать происходящее.

    В общем, длинных отзывов я писать не умею, обозначил лишь яркие моменты, фильм нужно видеть. Из всего топа — этот фильм всегда будет особенным слишком много уникальных находок!

    17 мая 2009 | 14:13

    Я считаю, что это будет первый и, наверное, последний отрицательный отзыв к этому фильму. Он мне не понравился, скажу сразу. Но почему, это я обязательно постараюсь объяснить.

    Точнее стоит определить и согласиться с общим мнением, что сам фильм блестяще снят, сделан в тоне и духе 18-го века, поэтому к оболочке картинки придраться не к чему. Хотя музыкальное сопровождение можно было сделать и изысканней, это все-таки Моцарт, и даже я знаю несколько произведений Моцарта, которые могли бы еще приукрасить этот фильм, дабы еще раз прославить великого гения. Что же больше всего меня не порадовало — это начинка фильма.

    Какой мэссэдж несет нам Питер Шаффер(автор пьесы) через этот фильм совместно с Милошем Форманом? Примерно такой, что после просмотра фильма остается такое ощущение: «Моцарт — гений, но это не его заслуга. Он забулдыга, пьяница, никчемный семьянин. Да и мозгов у него немного, он тщедушный и легкомысленный. Он побирается из-за своей собственной глупости. А кто Сальери? О, это герой, преисполненный печали, это черный ангел, которого надо непременно пожалеть, ведь злобный Бог обделил его талантом».

    Достаточно неприятное ощущение, когда перед твоими глазами, будто взаправду, начинают коверкать факты историзмами и выдумками. Моцарт прожил всего 35 лет и за эти годы он написал свыше 600 композиций, среди который, как вы все прекрасно знаете, 49 симфоний, свыше 20 опер и других массивных и сложных композиций. Для сравнения стоит сказать, что один из моих любимых классиков Людвиг Ван Бетховен написал всего 9 симфоний, хотя это никак его не дискредитирует.

    Но в этом фильме нам показывают Моцарта не трудолюбивого. Сцен, где он работает, в несколько раз меньше, где он услаждает себя алкоголем. Нет ни одной сцены, где Моцарт в поте лица добывает себе деньги уроками, фортепианными вечерами и сочинением композиций ради черствой корки хлеба.

    Получается, что Моцарт сам каким-то невероятным образом скатился до Водевилей и Реквиема. И что умирает он просто так, беспричинно. Как будто вовсе и нет виноватых в его смерти, кроме великого и печального героя Сальери. Официальной версией все же считается, что Моцарт умер по причине низкого качества жизни, попросту из-за отсутствия денег. В те времена, если человек не имел средств, он переставал отапливать комнату, вскоре заболевал, и умирал тривиально, от холода.

    Моцарт смеется весь фильм, как дурак. Опять же, почему? Потому что наш сценарист наверняка вычитал, что у Моцарта был необычный смех, поэтому, дабы показать, насколько исторически точно он рисует гения, он заставил его глупо и по-дурацки смеяться практически везде — на приемах, в театре и вообще в любом самом неподходящем для этого моменте.

    Когда я смотрел документальный фильм о Моцарте, меня пронизывало чувство гордости, что на свете вместе с нами жил такой человек. Здесь же, меня заставляют поверить в то, что этот величайший человек был неоправдан, что сам человек был никчемен и что лучше бы было, если бы талант достался трудолюбивому Сальери.

    Я думаю, что один нормальный человек никогда не поверит в это, сколько бы подобных фильмов не было снято. Гений дается только чистой душе, искренней, пусть даже легковерной, но сильной. Гений — это светоч, а не глупый инфант, которого нам показали. С таким подходом, я еще раз убеждаюсь, что наш мир населяют Геростраты, готовые все переиначить, для которых нет ничего святого.

    В самом конце фильма Сальери говорит фразу о том, что кругом нас окружают посредственности. Сценарист и режиссер, включая в этот фильм данную фразу, устами Австрийского музыканта очень верно и самокритично оценили себя. Нельзя, категорически нельзя снимать фильмы про гениев, основанные не на исторических данных. Это как минимум пошло и кощунственно по отношению к великим людям, на которых и по сей день зиждется мировая культура.

    0 из 10 — за сюжет и образ Моцарта в этом фильме.

    8 из 10

    20 сентября 2009 | 14:13

    Очень долго искал стимул для того чтобы начать слушать классическую музыку. Музыку, с которой все начиналось, музыка с которой связаны самые теплые воспоминания, музыка не для денег, а для души, для эстетического наслаждения и внутреннего катарсиса. Одной из великих личностей в музыке был австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его гений был замечен еще в раннем детстве. В четыре он написал свой первый концерт, первую симфонию в семь лет, первую большую оперу в двенадцать. Прожил он немного лет, но после себя он оставил огромное наследие. Тайна о его смерти до сих пор покрыта легендами, центральной же является версия, что его убил Антонио Сальери, с которым он был в весьма теплых отношениях. Но как оказалось, великий классик XIX века написав свою «маленькую» трагедию про Моцарта и Сальери полностью исказил реальную картину, оставив потомкам образ врага и завистника. Долгое время думали, как быть, а поколения движутся и все больше людей уверены в реальности этой исторической ошибки и приходит Милош Форман, задумавший снять реальное кино об исторических личностях и правдивой истории их взаимоотношений.

    Кино раскрывает перед нами все грани этих двух личностей. Моцарт противопоставлен Сальери: если Сальери — серьезный и уравновешенный человек, находящийся на службе у императора, претерпевший лишения и горе, то Моцарт — немного безалаберный, сильно влюбчивый в противоположный пол и легкомысленный, но это не отменяет того факта, что у него есть талант и чувство музыки. Говорю это как эстет, а не как знаток. Повествование ведется от лица Антонио Сальери, который на протяжении всего фильма задавался одним лишь вопросом — «Почему талант достался такому человеку, который всякий раз смеется, когда скажет какую-нибудь глупость, почему этот выскочка обладает таким даром, но никак ему не соответствует?» В этом то и есть весь парадокс, что противоположности притягиваются.

    Поначалу мне казалось, что это фильм основан на реальных событиях, но фильм основан на пьесе и сам факт того что Моцарт был популярнее Сальери оказался чистым вымыслом, призывающим показать как человек завидует таланту, желая обладать им с раннего детства. Самое странное, что Сальери обвинял сам себя, находясь уже в состоянии психического помешательства, ибо зависть может свести с ума.

    Сила данного кино состоит в качественной режиссуре, в подаче материала и прекрасном музыкальном сопровождении. Вспоминая классические мотивы таких опер как «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» мы погружаемся во все новые и новые симфонии, открывая для себя классическую музыку с качественно новой стороны. На героев не надо вешать никаких ярлыков и оценивать поступки героев как-то однозначно, надо просто наслаждаться музыкой, становится любителями оценивать музыкальное искусство, всё равно мы уже не узнаем, как было на самом деле и так ли уж права Википедия, говоря о том что они дружили, просто сейчас слишком много информации и просто не знаешь кому верить. Давайте просто насладимся действом и послушаем классиков.

    Актеры сыграли отлично. Том Халс мне понравился в роли Моцарта, но героя сделал таким не актер, а автор пьесы, образ которого актеру и пришлось сыграть. Игра актера на достойном уровне, также зацепили Мюррей Абрахам, Элизабет Берридж и Джеффри Джонс, именно эти персонажи являются основными в судьбе двух главных персонажей.

    Лучшим фильмом режиссера по праву является «Пролетая над гнездом кукушки», который я оценил по достоинству, да и многие оценили его по достоинству. Данный фильм стоит на втором месте в списке лучших работ и по праву является таковой. Не могу описать это на уровне кино, потому что оно мне понравилось на уровне чувств и эмоций, это кино вызвало у меня бурю, и я был просто поражен этой силой, не гарантирую, что прямо сейчас кинусь слушать гениев, но в ближайшее время обещаю это сделать.

    В итоге мы получаем отличный фильм о гении и злодействе, о зависти и гневе, полный музыки и чувств, которые помогают понять несколько больше, чем то, что мы знаем. Как писал кто-то из зрителей «Форман не делал байопик, Форман сделал большое кино» и я с ним полностью согласен, потому что это — образец хорошего кино. Советую посмотреть

    10 из 10

    29 сентября 2014 | 21:39

    Очень понравился фильм. И хотя идея, казалось бы, заезжена до предела, фраза «гений и злодейство две вещи несовместные» цитировалась всеми кому не лень уже миллиард раз, и прочая, прочая. Но фильм отличный, душевный, интригующий, его хочется пересматривать. Впрочем, обо всем по порядку.

    Моцарт. Как говорила Раневская: «Талант, как прыщ, не спрашивает на ком выскочить. Может и на дураке выскочить». Он инфантильный, полубезумный, дикий, излишне легкомысленный, гиперактивный, абсолютно несносный. Но невообразимо обаятельный и талантливый. В целом, просто какая-то невыносимая легкость бытия. Все гениальное просто, он пренебрежительным жестом руки создает шедевры, в спешке и без должного старания сочиняет гениальные композиции. Он добр, наивен и горяч. Жизненные неурядицы, скандалы, проблемы с деньгами, вечные нравоучения отца убивают Моцарта, которого абсолютно не заботят бытовые проблемы. Бессеребренник, он вынужден растрачивать драгоценные минуты своей короткой жизни на содержание семьи, жены, которой вечно всего мало, хотя как женщину ее понять не составляет труда. Он изображен большим ребенком, по-детски честным, легкомысленным, дерзким и беспечным. Никакая грязь к нему не липнет, не порочат его ни вечера, проведенные в борделе, ни пьянство, ни расточительность, ни полное отсутствие практичности, ответственности и серьезности. Все потому, что в нем живет великая любовь — ведь музыка, это тоже любовь, это высший и чистейший ее вид. Он любит жизнь, он чист в своих помыслах, не держит зла.

    Сальери. По сути, хороший, как говорится, человек, трудяга, он умен и добр, влюблен и абсолютно счастлив. Лишь до появления Моцарта. С этого момента все его достоинства пожирает уродливый и огромный паразит, рожденный внутри него самого, — зависть. Но зависть эта особого сорта, эта зависть даже в чем-то оправданная, перерастающая в досаду и острейшую болезненную реакцию на несправедливость судьбы. Зависть не та, что рождается у дураков и бездельников — иррациональная и низменная, основанная лишь на неоправданных амбициях. И не та, что рождается у неудачников и закомплексованных личностей вследствие неадекватной оценки собственных возможностей, искусственного принижения себя самого и, как итог, обиды на весь мир. Нет, зависть эта человека успешного, признанного профессионала, любимца публики и властей, обласканного правителями и осыпанного почестями. Чего еще ему не хватает? Чем он обделен? Разве он кому-то может завидовать? Этого не понимает никто, все по-прежнему любят его, его произведения пользуются бешеным успехом, он востребован и уважаем. Но Сальери справедлив и честен сам с собой, он понимает, что Моцарту, этому юному дурачку, клоуну, бездарно прожигающему жизнь и неосознающему в полной мере величие собственного таланта, даровано то, чего ему, Сальери, никогда не получить — гениальность, божье благословение и вечная жизнь благодаря своим произведениям. Это чувство просто сожгло его изнутри, он лишился всего из-за осознания собственного бессилия перед гением Моцарта. Он убил его, но не убил музыку. Понимание бессмысленности этого поступка и невозможность постичь причину, по которой Бог распорядился так, а не иначе (что есть настоящая идея фикс), убивает Сальери, ведет к его личностному разложению и помешательству.

    Хочу заметить, что говорю сейчас не о моем истинном мнении об этих людях, об этих двух композиторах. Я говорю о том, какое впечатление и какие образы предстали передо мной после просмотра данного фильма. Образы сложные, многогранные, интересные и обаятельные. Много интересных режиссерских решений. Нравится, как Форман показывает персонажей, их глубину и неоднозначность, контраст между ними. Склонный к разгульной жизни Моцарт, бабник, алкоголик и пустомеля, предстает личностью довольно глубокой, тонко чувствующей и обладающей внутренней чистотой. В то время как правильный во всех отношениях, добродетельный, имеющий лишь один невинный порок — любовь к сладкому, трудолюбивый и достойный уважения Сальери оказывается способным породить таких чудовищных демонов в своей душе, чье уважаемое всеми трудолюбие и любовь к своему делу и музыке трансформируется в навязчивую разрушительную идею.

    Легенда о «Реквиеме» и черном человеке также удачно вписывается в сюжет, она не выглядит ни пошлой, ни очевидно-ожидаемой. Актеры играют великолепно, обстановка потрясающая, нет ни одного необаятельного персонажа. Несуразный король, беспринципная, но все же любящая жена Моцарта, деспотичный отец — все они получились «живыми», многогранными людьми с полным спектром недостатков и достоинств. Ну а в Моцарта и Сальери, честно вам скажу, просто влюбилась, настолько яркими, харизматичными и неоднозначными они получились. Говоря обо всех этих персонажах, понимаешь, что значит любить не «за», а «вопреки». Недостатки всем им лишь на руку, они делают героев еще более интересными и оживляют их, настолько тонка и профессиональна работа режиссера.

    Фильм заслуживает 10. Вообще стараюсь не впадать в крайности, но этот фильм действительно очень сильно люблю. Получилось мастерски сделанное, обаятельное и трогающее за душу кино. Спасибо замечательному Милошу Форману, актерам, сценаристам и все-всем-всем за один из самых любимых моих фильмов.

    3 декабря 2011 | 23:32

    Первая мысль после просмотра: «Сильная вещь. Действительно сильная». Единственное уточнение, которое хочется сразу сделать: смотреть нужно режиссерскую версию, которая на полчаса длиннее обычной, эти полчаса там не для красоты были, и я не совсем понимаю, зачем их урезали.

    Эпоха, имхо, передана совершенно чудно, одно удовольствие смотреть, никаких крупных ошибок, царапающих глаз, замечено не было. Актеры — это вообще что-то с чем-то. Том Халс, Фарид Мюррей Эбрахам, Элизабет Берридж — прекрасны, играют настолько правильно, настолько вкусно, что верится им на все сто процентов: и гениальному, но простому, как веник, Моцарту, и желчному Сальери, и Констанции, милой и жесткой одновременно (а какое у Констанции интересное лицо, прямо смотреть приятно). Саундтреки втемные, как специи, изящно подчеркивающие вкус основного «блюда». В общем и целом, атмосфера «Амадея» цельная, без «углов», мощная и затягивающая.

    Есть мнение, что Моцарт тут показан таким дурачком форменным, который только и делает, что пьет и идиотски смеется, а вся его музыка — так, на десятых планах, что Сальери — такой печальный ангел, почему-то оказавшийся положительным героем вместо отрицательного, однако ж, на мой вкус, это фильм не о добре и зле, не о положительных героях и отрицательных, а о живых, в разной степени несчастных людях.

    Моцарт — не похабный придурок-пьяница, он получился человеком с непростой судьбой, плохо социализованным, с детства избалованным вниманием сиятельных персон (и тем тяжелее ему далось понимание того, что мир вокруг его таланта, да и вокруг талантов вообще, не вертится). Местами этот персонаж так и остался подростком-бунтовщиком, все пытающимся что-то донести, доказать, очень тяжело переносящим поражения и тычки лицом в грязь и суровые реалии, при этом, все равно, открытым и доверчивым, но безмозглым его это не делает.

    Сальери — не благородный ангелок, он очень и очень несчастный человек, что, впрочем, никому и никогда оправданием не было. Это, наверное, страшно: всю жизнь мечтать о чем-то, страстно чего-то желать, а потом увидеть, что желаемое досталось другому, совершенно недостойному (на взгляд желающего), постоянно осознавать собственное несовершенство, ущербность и быть не в силах что-то изменить.

    В «Амадее» нет черно-белого, фильм раскрывает богатую палитру красок: можно выбрать на любой вкус: там есть и драма, и трагедия, и красивая ирония, и любовь, и ненависть, и изящество, и грубость.

    10 из 10

    10 мая 2011 | 17:01

    И вряд ли таким мы представляли себе одного из величайших композиторов всех времен Вольфганга Амадея Моцарта. И не таким нам преподносили главного злодея — Антонио Сальери. Милош Форман преподнес обоих персонажей совершенно под другим ракурсом.

    Сальери далеко не банальный завистник славы юного гения. Он — безумец, бросивший вызов Богу. Ведь, по сути, Сальери даже не воспринимает Моцарта как человека. Для Сальери он — талант, божья искра во плоти. Он — тот голос, который должен был стать голосом Сальери, а достался вульгарному и импульсивному мальчишке. Зачастую гениальные люди представляются нам в некоем идеальном образе: они непогрешимы, все делают правильно и высоко парят над простыми смертными. Но Моцарт Формана не такой. Он так же далек от всей напыщенности двора, как и его музыка далеко от пафосных маршей, в ней «слишком много нот», она живая, она близка и понятна простым людям, а не манекенам в накрахмаленных париках. И сам он, Моцарт, как ураган ворвался в их линейный мир. И как ураган покинул его, до конца понятый, возможно, одним только… Сальери. Увы, ему было свыше дано только распознать талант в другом, тогда он решает мстить. Мстить Богу, а не пытаться отдалить от императора потенциального конкурента. И что же остается от его плана? В конечном итоге, люди запомнили его всего лишь как человека, который завидовал Моцарту. Моцарт же остался в памяти как гений, который сгорел в своем таланте. Судьба обошлась с придворным композитором очень жестоко, и, тут нельзя не отметить гениальную игру Абрахама, его по-человечески очень жаль, он не вызывает ненависти как «главный злодей», только жалость.

    Декорации в фильме потрясающие. Но, несмотря на их обилие, не создается ощущения искусственности, все очень органично и идеально вписывается в картину.

    Наконец, на протяжении всего фильма звучит музыка Моцарта. А такое не оставляет равнодушным.

    Трехчасовая картина смотрится на одном дыхании, надо отдать должное великолепной режиссуре. Фильм, безусловно, достоит внимания не как хрестоматийная биография, но как особый взгляд вглубь того, что с виду сделано из мрамора.

    9 из 10

    15 ноября 2011 | 01:45

    Музыка — прекраснейшее воплощение эмоций и чувств. Настолько многогранная и разнообразная, способная заставить нас и плакать, и смеяться и в восхищении замирать. Конечно, музыка это не все, но без музыки все блекло и тускло; с самых малых лет даже совершенно немузыкальные люди мурлычут и напевают себе под нос. Можно сказать, музыка у нас в крови, и лишь некоторые способны облекать то, что звучит у них внутри в мелодию. Меня всегда восхищали люди, которые пишут и сочиняют музыку; восхищали более чем художники, скульпторы и прочие представители искусства. Возможно, потому что, собрать столько различных звуков, придать им свой неповторимый ритм и порядок и получить нечто прекрасное, всегда представлялось мне совершенно непостижимым и непонятным процессом. И если уж говорить о творцах музыки, то превыше всех стоит невероятный Моцарт.

    Многие говорят, что в фильме «Амадей» главным героем является не Моцарт, а Сальери, его так называемый вечный соперник. Вероятно, потому что фильм повествует от лица Сальери, пересказывает историю Моцарта его глазами. Но, все же, не соглашусь — это история о двух героях, в большей степени скорее о Моцарте, может в слегка утрированном образе.

    Сальери представляется здесь человеком, страстно любившем музыку, стремящимся достичь вершин как великий композитор. В итоге он занимает высокий пост при дворе Императора, и слывет весьма влиятельной персоной и талантливым композитором. Но повстречал Моцарта, который просто поразил его вульгарностью и, как ему показалось, недалекостью. И он просто поверить не мог, что такой человек пишет столь совершенные и гениальные композиции, и в этом несоответствии и в явном превосходстве гения Моцарта, он увидел насмешку Господа над своей персоной. В Сальери взыграли гордыня и зависть, как настолько шедевральная и невероятная музыка может исходить из-под пера этого «шута»? Почему его Бог не наделил этим великим талантом, почему Он заложил в нем желание стать блистательным композитором и не дал эквивалентных способностей? Он вопрошает и не находит ответа, из-за чего он проникается прямо таки черной завистью к таланту Моцарта. Сальери всячески интригует против него, при этом, не пропуская ни единой его оперы, на каждой наслаждаясь божественными звуками музыки. Конечно, Сальери и сам был неплохим композитором, но не выдающимся, а вполне посредственным, с чем смириться не мог. Ф. Мюррэй Абрахам прекрасно передал нам этого Сальери.

    Моцарт, великий Моцарт… Темпераментный, непристойный, прекрасно осознающий, что он лучший среди музыкантов, обладающий феноменальным слухом и памятью. С малых лет поражавший общественность своими способностями. Музыка будто выплескивалась из него, не иссякая. Поистине гениальная личность, как и всякий гений обладающий своими странностям. Но, не смотря на свой успех, материальное положение Моцарта оставляло желать лучшего. Не могу не выказать восхищение Тому Халсу за созданный на экране образ Моцарта. Он сумел показать его и как темпераментного, своенравного человека, и в то же время как личность, живущую музыкой, без устали создающей шедевры. Как самозабвенно он дирижирует, как ревностно относится к своим произведениям: «Как я могу переписать совершенство?!». Том Халс сыграл такую трудную роль просто потрясающе. Не соглашусь с Оскаром отданным Абрахаму, Халс невероятно восхитителен.

    Конечно, фильм не является ни биографией Моцарта, либо Сальери, ни исторически-достоверным действом. Их взаимоотношения были неровными, но на деле нет оснований полагать, что между ними существовала какая-то особая вражда. Стоит запомнить, что фильм не берется пересказать исторические факты, он всего лишь показывает давнишнюю легенду о Моцарте и Сальери, основываясь на пьесе Питера Шеффера. И с этой позиции фильм вышел действительно потрясающим. Изумительная музыка, оперы, костюмы и интерьер. А какая актерская игра! Я просто влюбилась в Моцарта Тома Халса, а конечная сцена, где Моцарт и Сальери совместно пытаются закончить Реквием выше всяких похвал, поразительна. Также не могу не отметить очаровательную Элизабет Берридж, сыгравшую жену Моцарта и ее трогательное «Вольфи…».

    «Амадей» очень сильное кино, красивое и грустное. Несомненно, стоящее просмотра, позволяющее легонько прикоснуться к чему-то непостижимому и вечному.

    10 из 10

    Его музыка, безусловно, не просто развлечение, в ней звучит вся трагедия человеческого бытия. ©

    18 мая 2010 | 17:38

    Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
    Я знаю, я.


    Если бы этот фильм был цветом, то непременно серым. Серой шелковой нитью от модного наряда Сальери, в конце окрасившейся алым цветом крови невинно убитого и стыда на щеках убийцы, тянется линия обыкновенного, ни чем не выделяющегося человека. Серым цветом чего-то заурядного, тем, чем несложно восхищаться и что так же легко забыть через несколько мгновений. А какова жизнь композиторов, придворных, знати, положивших жизнь на алтарь церемониальных обрядов, норм приличий, диктующих спасительное, утешающее равенство; утопающих в тупом и абсурдном мещанстве, превративших вечное, божественное в псевдо-скучное, где «слишком много нот»? Скучная жизнь, серая. И парадокс такой жизни заключается в точке зрения повествователя — Антонио Сальери. Моцарт же — гениальный, нелепый, столь же звонкий и вечно молодой, как его музыка — не мог бы представить свою жизнь в таких тусклых тонах. Ни реальный Амадей, ни его гротескное обличье из фильма не могло прожить невзрачно. Блистающий талант окрасил жизнь композитора и в светлые и в тёмные оттенки, в ней было многое — но никогда не было середины. Милош Форман под влиянием трагедии Пушкина и оперы Римского-Корсакова создал собственную интерпретацию биографии австрийского композитора, в которой немного реальных исторических деталей, но много разнообразных тем, вытекающих из нарочно обостренного конфликта двух композиторов: и зависти, и божественного предназначения, и обретения свободы — внутренней и внешней. Ведь если бы режиссер представил на ленту, основанную на подлинной истории жизни Моцарта, то всё вышло бы гораздо прозаичней — Сальери оказался бы не охваченным ревностью и отчаяньем безумцем, а весьма одаренным композитором, которому отдавали должное именитые музыканты, и которого сделали жертвой обстоятельств, обвинив в покушении на Моцарта. Сместив акцент на Сальери — легенду и отказавшись от Сальери — человека, режиссер разыграл свою «маленькую трагедию», точь-в-точь как в произведении Пушкина изобразив философскую борьбу двух начал — естественного и свободного с искусственным и зависимым. Схожие идеи прослеживаются и в другом известном фильме Формана «Пролетая над гнездом кукушки» — та же исключительность героя, граничащая с безумием, прорыв за границы возможного и допустимого. Серостью залило существование «среднего» человека, который тянется к небесной лазури, но в итоге всё равно бежит на поклон мнимой позолоте к «мелким» людям, к людям ничтожным, безвкусным, пошлым, в анфилады нескончаемо-золотых залов.

    Если бы этот фильм был музыкой, то… он бы остался самим собой, ведь в «Амадее» роль первой скрипки досталась ни Моцарту, ни Сальери, а их музыке, которая, превратившись в главного героя повествования, живёт, дышит и царствует независимо от своих творцов. Сменяя легкомысленные рулады «Свадьбы Фигаро» трагическим вступлением «Реквиема», музыка идёт по всему фильму. Однако вернее будет сказать, что музыка в этом фильме отделима лишь от Вольфранга Амадея, не соответствуя ему — с Сальери она представляется единым существом: незаметным, фальшиво-признанным, бесследно исчезнувшим в вечно стремительных водах времени. Замкнутый и сдержанный Антонио здесь предстает не просто антагонистом великого композитора, он — само воплощение противной Моцарту музыки, жизни, творчества. Он не только загнанный в рамки строгих норм и шаблонов несчастный, он сам же главный творец и защитник этих рамок, своих прутьев клетки — драгоценной, усыпанной вознаграждением богатых покровителей «искусства», увитой лаврами моды, которые засохнут очень скоро, на глазах самого композитора. Безукоризненно спетая Фаридом Абрахамом партия Антонио Сальери, в которой каждая эмоция, каждый жест — как нота из огромной оперы, не осталась без признания и главной кино-награды. Незаслуженно оставленная без «оскара», но не менее мощная игра Тома Халса в роли Моцарта также заслужила самых горячих аплодисментов — его Амадей возведен в абсолют: это и припадочный хохот, от которого дернулся самый выдержанный зритель, и скабрезные шуточки, и беспечность, помноженная на исключительность дарования и желание выразить себя посредством музыки, не угождая переменчивым вкусам публики. Из зависти Антонио восстаёт против него — непосредственного, искреннего, взбалмошного и импульсивного — как сама жизнь, безжалостным призраком прошлого преследуя Моцарта, посчитав его недостойным бессмертного дара, Сальери лишь обрекает себя на тридцатилетние муки, осознание, что в этом «маленьком человечке» заключалась не погибель искусства, а его сердце и душа.

    Если бы этот фильм был запахом, то непременно запахом гнили. Ей пропахли исступленное желание поставить себя выше Моцарта, а затем и Бога; гнилые стены сумасшедшего дома, в котором закончил свою жизнь завистник, его прогнившее от гордыни и злобы сердце. Через весь фильм идут параллельными линиями духовное опустошение Сальери и отвержение Моцарта, из-за которого он закончил свою жизнь в нищете и забвении. Плавно проводя нас сквозь период раннего творчества Моцарта, ещё молодого, энергичного и уверенного в своём скором признании, и жизни не знакомого с ним Сальери — набожного, скромного, благодарного за свой дар, в завершении нас ждёт изможденный, забытый, но не сдавшийся Амадей и его отчаявшийся злой гений — исступленно вслушивающийся в музыку, созданную Моцартом, тайно посещающий каждый его концерт, всё отчетливее и отчетливее осознающий собственную немощь, которую ему не заменили ни признание, ни достаток, ни непринятие произведений Амадея, в чём Сальери с горькой иронией признаёт общественную глупость, поставившую его самого выше гения. Гнилью отдаёт нравственное разложение Сальери, превратившее религиозность и смирение в бунт против Бога (сцена сожжения креста — как символ окончательной трансформации в богоотступника и убийцу). Финальная же сцена — глубоко потрясенное лицо священника, которому исповедовался Сальери (ещё одна великолепная роль, сыгранная Ричардом Фрэнком) и обещание, что он замолвит словечко и за него, и за всех посредственностей мира, помпезное «прощение», даруемое Сальери сумасшедшим.

    «Амадей» — не биография Моцарта, в которой не так уж и много правды, а притча о посредственности, которая в своём презрении к мелким людям страстно жаждет подняться выше и в ревности губит совершенство.

    13 июля 2014 | 19:31

    Моцарт и Сальери — имена, которые за триста лет обросли сплетнями и стали нарицательными. Если задать вопрос: «Чем прославился Сальери?» Многие современные люди, не имеющие глубоких музыкальных или же исторических познаний, ответят, что Сальери — соперник и убийца Моцарта. Только знаток классической музыки скажет: «Вы что не знаете? Сальери же написал вот это произведение! Это великий композитор!» Это лишний раз показывает, как грязные сплетни могут вытеснить творчество на второй план.

    Я не буду заниматься тем, что осуждать режиссера фильма Милоша Формана за клевету, неверное толкование истории и тому подобное. Ведь он лишь экранизировал знаменитую пьесу Питера Шэффера, который в свою очередь был вдохновлен Пушкиным.

    Возможно, многих оскорбляет то, что память великих людей «оскверняют» отвратительными вымышленными сплетнями. Однако может создатели ленты хотели нам показать не столько самих композиторов, сколько дух соперничества, противостояние. А лучшего примера не найти чем Моцарт и Сальери.

    А может в фильме хотели сказать, какой красотой, оказывается, обладает классическая музыка. Я не смогу привести и пяти человек из моего окружения, которые слушают симфонии. Да, я и сама была довольно равнодушна к подобному роду музыке. Но после просмотра картины, появился интерес к классике.

    А вдруг созданием картины, хотели обнажить маниакальное стремление, которое перерастает в нечто ужасное. Как некоторые люди не могут примериться с поражением. То, что ненависть некоторых не знает границ. Какой черной может быть зависть.

    Наверное, Форман хотел сказать все это в совокупности. Он экранизировал легенду, о которой все говорят и спорят до сих пор. И он отлично справился со своей задачей. Он передал дух того времени. Он сделал красивое кино.

    А какие талантливые актеры играют! Абрахам просто потрясающе вжился в роль Сальери. Мастерское перевоплощение. Том Халс также отличился впечатляющей игрой. А вместе вышел отличный тандем.

    Фильм однозначно стоит своих наград и его нужно смотреть, но сначала обязательно необходимо ознакомиться с информацией о создании картины. Это фильм не просто «на посмотреть», он не для релаксации, а скорее для окультуривания, для своего рода образования.

    10 из 10

    18 марта 2013 | 16:33

    …говорят, вы видели Моцарта…

    - Изгнанник гений?
    Ваше мненье?
    - О, нет! Лишь приведенье, дух
    - Но как же,
    Разве могут тени
    Столетий будоражить слух?
    То Моцарт, Музы соплеменник!
    Подобных не бывает двух.


    Фильм про Моцарта. И про этого… Ну того самого… У Пушкина еще… Как его?

    Сальери: Я не мог и мысли допустить, что кто-то прикоснется к ней… И уж тем более этот урод.

    В фильме, произнося эти полные горечи и зависти слова, Сальери имеет в виду мадам Кавальери, свою возлюбленную — по крайней мере вожделенную, но он с тем же успехом мог подразумевать под «ней» и свою возлюбленную, вожделенную музыку. Не обязательно, чтобы подобная символическая параллель между женщиной и музыкой была сознательно задумана сценаристом изначально, но она прослеживается — явно.

    Как и женщина, музыка пожелала отдать свою душу другому, человеку не ума, но сердца — стихийному, страстному, полному жизни и безрассудства. И давайте отложим в сторону сейчас разговоры о том, был ли таким Моцарт на самом деле. Возможно, что далеко не до такой степени, как это показано нам в фильме. Но мне очень хочется верить, что Моцарт был именно легкомысленным повесой, и да, что смеялся он столь же безумно и дико, но это Моцарт — а потому мы с чистым сердцем простим ему, как и всякому гению, безрассудство. Над любимцами муз молва не властна. Для тех счастливцев, кто еще не видел этот замечательный фильм, немного деталей…

    Эта история неразрывно связана с раскаянием разочарованного в жизни старика Сальери. Начинается она… Зимняя ночь. Дворец Сальери. Двое слуг идут на крики своего хозяина, распаляющегося посреди ночи раскаянием в убийстве своего кумира. «Прости меня, Моцарт» — вонзается в тишину. «Прости меня, Моцарт!» — из самой глубины сердца. Еще минута, и Сальери рассекает свое горло ножом. Слуги врываются в комнату дряхлого композитора и обнаруживают его лежащим на полу в крови, спасая Сальери в последний момент. Затем старика увозят в больницу, где того навещает священник, который просит некогда именитого композитора исповедаться перед Богом. Сальери сидит у маленького пианино, наигрывая свои некогда популярные в светском обществе мелодии. Он просит священника вспомнить их, тот пытается, но тщетно, пока… отчаявшись, Сальери не наигрывает своему исповеднику одно из сочинений Моцарта. Священник сияет, радуясь тому, что наконец-то узнал наигранные маэстро ноты. «Я не знал, что эту мелодию написали вы» — говорит он удивленно Сальери, на что тот отвечает «Нет, не я… Это Моцарт» С этого момента начинается рассказ-исповедь умирающего композитора священнику о своем знакомстве с великим гением, чья жизнь и развернется для нас на экране, изредка перемежаясь кадрами с самим рассказчиком — Сальери — сидящим за пианино и завороженно уносящимся в воспоминания о былом.

    Фильм хорош и режиссурой и съемкой и актерской игрой… Одним словом, фильм хорош. Цепляет. Лично я смотрел его ни один раз. В нем и вечная неприкаянность гениальности, и не менее вечное самодовольство посредственности, тлеющей в огнях тусклых лучин современных капризов, переменчивых, как мятежные искры костров. Посмотрев фильм, понимаешь, что по-настоящему смеется тот, кто смеется… как Моцарт. Шучу. Но даже и не последним. На самом деле счастлив тот, кто вообще не смеется, а просто сидит в теплом и уютном кресле кинотеатра (не обязательно в прямом смысле) и смотрит на эту драму-жизнь со всеми ее Моцартами и Сальери, страстями и раскаяниями, борьбой и отчаянием… Смотрит и понимает, что все проходит, и что и гений и посредственность в одной лодке… Они уходят.

    Что остается? Тихая гавань экрана, знакомая только смотрящему со стороны. Незатронутому. Для тех же, кому, как мне, такое счастье скучно, для тех, кто хочет бури и натиска, чьи глаза алчут зрелищ… Смотрите. И, что еще важнее… Слушайте. На сцене — его величество гений. На сцене — Моцарт. И даже больше. На сцене — кто-то из вас.

    …говорят, вы видели Моцарта…

    Да.

    10 из 10

    5 июня 2014 | 22:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>