всё о любом фильме:

Челюсти

Jaws
год
страна
слоган«You'll never go in the water again!»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийПитер Бенчли, Карл Готтлиб
продюсерДэвид Браун, Ричард Д. Занук
операторБилл Батлер
композиторДжон Уильямс
художникДжо Элвс, Джон М. Двайер
монтажВерна Филдс
жанр триллер, приключения, ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  128.1 млн,    Великобритания  16.2 млн,    Бразилия  13 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время124 мин. / 02:04
Номинации (1):
Действие картины протекает в течение пяти дней — на острове Э́мити, где расположен небольшой курортный городок. В этом тихом и солнечном месте произошли ужасные трагические события, начало которым было положено ранним утром, когда шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник находят на берегу остатки тела девушки. Она стала первой жертвой огромной белой акулы, которая появилась у берегов Эмити…

С каждым днем число жертв кровожадной акулы продолжает увеличиваться. Сможет ли отважный охотник на акул, ветеран Второй мировой войны, рыбак Квинт на своём судне выловить и убить акулу-людоеда? В опасную морскую экспедицию вместе с ним отправляются Мартин Броуди и прибывший на остров эксперт из национального института океанографии Мэтт Хупер.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
65 + 1 = 66
9.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Питера Бенчли «Челюсти» (Jaws, 1974).
    • Съемки проходили на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) около восточного побережья США (здесь расположены шесть небольших курортных городишек), некоторые сцены с настоящей акулой были сняты в Австралии в Сил-Рокс (штат Виктория), а подводные съемки — близ острова Санта-Каталина (штат Калифорния) на западном побережье США.
    • Первый в истории «летний блокбастер». Летом 1975 года было продано около 67 миллионов билетов.
    • Первый в истории проката фильм, сумевший покорить заветную 100-миллионную отметку. Всего же он сумел заработать около 260 миллионов в прокате США и 210 миллионов в общемировом прокате.
    • После ошеломляющего успеха картины в прокате, кинокритики поспешили повесить все лавры на специалиста по монтажу Верну Филдс. 28-летнего Стивена Спилберга никто не принимал в расчет. Именно поэтому в последующих работах Стивен отказался от услуг госпожи Филдс.
    • Продюсеры картины решили избежать привлечения в проект суперзвезд, чтобы не отвлекать зрителей от сюжетного повествования и полностью сосредоточиться на акулах и их жертвах.
    • Впервые прослушав саундтрек к картине, написанный Джоном Уильямсом, Стивен Спилберг не смог сдержать смеха: «Джон, очень забавно. Мне любопытно, о чем же ты думал, когда сочинял музыку?». Впоследствии Стивен признал, что именно благодаря музыке Уильямса фильм стал таким успешным.
    • Любопытная ситуация сложилась на церемонии вручения Оскара в феврале 1976 года. Джон Уильямс в то время был дирижером оркестра на церемонии, и после того, как ему достался приз за лучший саундтрек, был вынужден сбегать на сцену за статуэткой, и потом вновь вернуться к исполнению своих обязанностей.
    • Съемочный процесс растянулся до 155 дней вместо изначально запланированных 52 суток.
    • Именно в «Челюстях» был впервые запатентован операторский приём, когда оптическим путем объекты на заднем плане приближаются, при этом все, что на ближнем плане, не меняется.
    • Сначала от роли Куинта отказались Ли Марвин и Джон Войт.
    • Роберт Шоу и Ричард Дрейфусс просто не могли переносить друг друга и часто ругались на площадке, так что сцены конфликтов между Хупером и Куинтом носят отчасти реальный оттенок.
    • Построенная механическая акула, когда ее привезли на остров Мартас-Винъярд и поместили в первый раз в воду, попросту утонула, так что команде техников пришлось в срочном порядке немного ее переделать.
    • В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней Хупером, операторы подводных съемок Рон и Валери Тейлоры использовали настоящую акулу. Но т. к. живая акула была гораздо меньше механической, была построена уменьшенная клетка, в которой находилась женщина очень низкого роста. И, кстати, в первоначальном варианте акула не должна была ломать клетку, но после того как настоящая рыба начала вламываться в клетку, и эти редкие кадры были сняты, был несколько переписан сценарий, а эти сцены вставлены в фильм.
    • На роль Мартина Броуди пробовался Чарлтон Хестон, а на роль Мэтта Хупера — Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс и Ян-Майкл Винсент.
    • Главный герой картины — шериф Мартин Броуди, как нам известно, не умеет плавать, что анекдотично перекликается с тем, что сам Спилберг панически боялся воды, снимая «Челюсти».
    • Для 70-х годов бюджет фильма был огромен, к тому же одна лишь напичканная электроникой акула-людоед обошлась в два миллиона.
    • Рабочее название фильма — «Безмолвие в воде» (Stillness in the Water).
    • 3-6 июня 2005 года на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) был проведен фестиваль «JAWSFest-2005», посвященный 30-й годовщине создания классического фильма ужасов «Челюсти».
    • Бестселлер Питера Бенчли и фильм Стивена Спилберга использовал заимствования из следующих источников: романа Германа Мелвилла «Моби Дик»; пьесы Ибсена «Враг народа»; документального фильма «Голубая вода, белая смерть» (1971) об экспедициях аквалангиста Питера Гимбла; научной книги Питера Мэттисена «Голубой меридиан: Поиск большой белой акулы»; двух классических американских фильмов ужасов 50-х годов: «Создание из Черной лагуны» (1954) и «Монстр, который бросил вызов миру» (1957); реальной истории, произошедшей летом 1916 года в Нью-Джерси, когда в течение двух недель в результате нападения акулы погибли пять человек.
    • Актриса Ли Фьерро, в фильме мать погибшего мальчика Алекса Кинтнера, никак не могла сымитировать пощечину Мартину Броуди в одной из сцен, так что актер Рой Шайдер несколько раз в дублях получил от нее вполне ощутимые удары по лицу.
    • Позднее продюсеры признавались, что если бы они раньше знали, сколько проблем будет во время производства картины, они никогда не взялись бы за этот фильм.
    • Эта картина принесла прибыль не только ее создателям, но и острову Мартас-Винъярд, т. к. число туристов за сезон до 1975 года там составлял около 5 тысяч человек, а после выхода фильма на экраны — в три раза больше.
    • Команда, создавшая макет механической акулы, назвала ее «Брюс» — по имени адвоката Стивена Спилберга.
    • В эпизодических ролях снялся Стивен Спилберг (в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете) и Питер Бенчли (телерепортер, ведущий репортаж об акуле на Эмити).
    • Убитую акулу, якобы и бывшей людоедом, на самом деле выловили и привезли из Флориды, т. к. около Мартас-Винъярд таких больших экземпляров не встречается.
    • В массовой сцене паники на пляже в качестве статистов, которые должны были кричать и натыкаться друг на друга, за 64 доллара были наняты жители острова Мартас-Винъярд.
    • Старый дом Квинта для фильма был построен в пустынном месте острова Мартас-Винъярд, но муниципалитет острова настоял на том, чтобы после съемок команда разобрала и уничтожила строение, т. к. оно скорее напоминает свалку мусора, чем жилище.
    • Стивен Спилберг в роли Квинта хотел видеть сначала Ли Марвина, а затем Стерлинга Хэйдена. Однако у последнего были проблемы с налоговой службой. Кроме того, продюсерам показалась рискованной схема оплаты его актерского труда, по которой он, с одной стороны, должен был получить гонорар за съемки в фильме (облагаемый налогом), а с другой, студия за большую сумму должна была выкупить у Хэйдена его литературный материал для нового фильма (актер был еще писателем), а эта статья дохода налогом не облагалась. По причине всех этих шероховатостей, в конечном счете, сделка с Хэйденом не состоялась, и вместо него в роли Квинта снялся Роберт Шоу. Но по иронии судьбы у Роберта Шоу также имелись неприятности с налоговой службой, так что сразу же после съемок он вынужден был бежать из США.
    • Работа над фильмом продолжалась с февраля 1974-го по апрель 1975 года. Съемки проводились со 2 мая по 15 сентября 1974 года, с октября по декабрь — некоторые дополнительные съемки, а остальное время — монтаж и подготовка к премьере.
    • Звучащий в картине из уст рыбака Квинта рассказ о трагической судьбе команды военного корабля «Индианаполис» (из более тысячи людей, спасшихся после гибели судна 30 июля 1945 года, в живых остались всего 316: остальные были съедены акулами) был написан Ховардом Сэклером, Джоном Милиусом и Робертом Шоу.
    • Телеверсия 2005 года имеет хронометраж 130 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой погибает персонаж Джеффри Вурхиса, была настолько жуткой, что ее пришлось вырезать из финальной версии. Таким образом, фильм смог получит рейтинг PG.
    • Согласно первоначальному сценарию, Квинт должен был утонуть. Веревка от гарпуна цеплялась за ногу, и акула тащила его в морские глубины, где Квинт и принимал свою смерть. Тем не менее, по ходу съемок было решено, что Квинт должен быть съеден акулой.
    • Герой Мэтт Хупер по первоначальной задумке должен был погибнуть в клетке при нападении на нее акулы.
    • Имя Квинт по-латыни означает «пятый», что соответствует пятой человеческой жертве акулы-людоеда в фильме. А название его судна «ORCA» соответствует народному названию касатки — кита-убийцы, извечному врагу акул.
    • Было снято два варианта концовки этого фильма — когда акуле разрывает голову, и когда она погибает от потери крови из-за многочисленных гарпунов. Стивен Спилберг стоял за первый вариант, Питер Бенчли — за второй, из-за чего у них было немало разногласий по этому по поводу. Но зритель на премьере «узаконил» именно первый вариант смерти людоеда.
    • Стивен Спилберг не явился в режиссёрское кресло, когда шла съёмка последней сцены фильма, где акула взрывается — он был уверен, что съёмочная группа сговорилась и планирует бросить его в воду после команды «снято». С тех пор Спилберг завёл традицию не приходить на съёмки финальной сцены каждого фильма, который он режиссирует.
    • еще 35 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Молодой Стивен Спилберг, которому исполнилось только 27 лет, уже успел получить известность как режиссёр потрясающей телевизионной картины «Дуэль». Он полностью оправдал надежды, которые возлагали зрители и критики на его первую работу в «большом кинематографе» — ленту «Шугарлендский экспресс». Продюсеры Дэвид Браун и Ричард Д. Занук решили доверить Спилбергу более внушительный бюджет (называются цифры от семи до двенадцати миллионов — то есть по состоянию на 2008 год это могло бы составить от двадцати четырёх до сорока с лишним миллионов долларов). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1091 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Грандиозный фильм! Я смотрела его еще в глубоком детстве и боялась до дрожи! Со временем сюжет позабылся, и вот на днях я освежила кино в памяти. Что ж — классика не устаревает никогда, так что «Челюсти» даже сейчас пугают ничуть не меньше!

    Сразу скажу о главном плюсе фильма — это потрясающий саундтрек! Джон Уильямс создал настолько атмосферное музыкальное сопровождение, что от него замираешь в напряжении и вздрагиваешь от мурашек по коже. Хотя иногда музыка кажется даже вполне беззаботной, несмотря на творящийся на экране ужас. В общем — грандиозный саундтрек, пугающий зрителя вот уже более 35 лет!

    Безусловно, стоит отметить актерскую игру. Больше всего мне понравился персонаж Ричарда Дрейфуса — он почему-то сразу же вызвал у меня искреннюю симпатию своим чувством юмора и ответственным подходом к делу. Конечно, запоминается и герой Роя Шайдера, ведь именно он пытается справится с проблемой и борется яростнее других. Ну и Роберт Шоу, безусловно, не оставит равнодушным, так как его герой поражает своей неординарностью, отвагой и тяжелой судьбой. В целом, данное трио главных персонажей вместе смотрится очень гармонично.

    Вы готовы закрыть глаза на проблему, пока проблема ни всплывет и тяпнет вас за задницу! (с)

    Хотелось бы отдельно отметить тематику власти сильных мира сего. Ведь многих жертв можно было избежать, если бы городская элита, а прежде всего мэр, сразу прислушались к доводам разума. Но нет — деньги для них были важнее! Сцены разговоров с мэром мне жутко не нравились из-за его нелепого упрямства на пустом месте. А ведь в жизни так случается сплошь и рядом — ради выгоды о людских жизнях напрочь забывают.

    В общем, «Челюсти» — отличный триллер, способный и заставить задуматься, и жутко напугать. Эта акула потом долго может сниться в кошмарах — настолько правдоподобно она выглядит! Так что создатели потрудились на славу — их грандиозный монстр кого хочешь напугает, аж кровь в жилах стынет! Отличная работа Стивена Спилберга и команды!

    10 из 10

    P. S. Улыбнись, сволочь! (с)

    8 ноября 2011 | 21:46

    Существуют фильмы, которым можно делать различные комплименты без устали. Потому что, они того заслуживают. Данная лента как раз таки является одной из таковых. Ведь Стивен Спилберг снял безусловно культовую ленту, которая создала понятие летнего блокбастера. При минимальном бюджете собрала неприлично огромные кассовые сборы. Обеспечила себя положительными отзывами как зрителей, так и критиков. Что в момент превратило фильм в настоящую классику, которой является фильм по сей день. На тот момент никто и не знал, кто такой Стивен Спилберг и могу сказать, что такого Стивена Спилберга я не увидел и позже. Потому что, в отличии от своего нынешнего и фирменного стиля развлечения, тут Стивен избрал абсолютно иной подход.

    Современные фильмы ужасов и триллеры впечатляют исключительно зрелищем, на которое и делается главная ставка. Тут же, Стивен сделал максимальный упор на атмосферу ленты, которая буквально цитировала стиль Альфреда Хичкока во всех положениях. Просматривая фильм ты ощущаешь настолько сильное напряжение, страх и саспенс, что кровь стынет в жилах и мурашки пробегают по коже. Даже в тех моментах, где акулы нет и вовсе. Хотя стоит заиграть культовой музыке Джона Уильямса или появится подводным съемкам от лица акулы, так ты уже начинаешь готовится к настоящему зрелищу. Подобные визуальными приёмами Стивен минимизировал количество сцен с наглядными демонстрациями акул. Но это никак не повлияло отрицательным образом на качество ленты. Скорее наоборот. Сделало фильм более острым и сильным.

    Взять хотя бы оригинальную идею с буйками, которые имитировали передвижения акулы. В этом плане, Стивену стоит отдать должное. Потому что, имея порядочное количество проблем при съемках ленты, он всегда находил как выкрутится. А на экране, всё это создавало неимоверно высокое впечатление. Собственно как и все сцены с механической акулой, которые даже по нынешним меркам получились очень жестокими, зрелищными и кровавыми. Взять хотя бы сцену, в которой акула выныривает и начинает биться с Квинтом. Подобных сцен можно перечислять до бесконечности. Но факт остаётся фактом. Ведь это тот самый случай, когда режиссер выдал не только порядочное количество зрелищных сцен. Но и способен напугать неописуемой атмосферой ленты.

    В связи с чем, посмотрев фильм впервые еще в малом возрасте, я еще долгое время не могу купаться даже в искусственных водоёмах. Так как, в голове сразу же начинали всплывать воспоминания сцен жестоких смертей из данной ленты. Всё это выполнено не только благодаря механической акуле Брюсу. Но и благодаря съемкам реальной акулы и великолепному операторскому приёму Билла Батлера. Когда камера снимает из под глубины то, как купаются люди и как бы показывает это от лица самой акулы. Действительно жутко. Да и после увиденного на экране, я будучи ребенком не на шутку увлекся литературой об акулах. В связи с чем, я до сих пор считаю их идеальными божьими созданиями.

    У меня не так много любимых писателей, за творчеством которых я всегда слежу. Питер Бэнчли был и остается одним из самых любимых мною авторов даже после своей смерти. А его роман, который стал основой данной ленты, я как положено перечитываю хотя бы раз в два месяца. Создатели не стали тупо переносить содержимое романа на экран и развили сюжет практически самостоятельным образом. В связи с чем, отличий между сюжетом ленты и романом порядочное количество. Взять хотя бы то, что роман рассказывался в большей степени от лица большой белой акулы. А финал заканчивался на открытой ноте. Где акула вырвалась на свободу и порядочное количество героев осталось в живых.

    Хотя тут, создатели поставили жирную точку как на судьбе акулы, так и на судьбе некоторых героев ленты. В связи с чем, происходящее на экране наблюдается с особым интересом, очень захватывающе и остро. Даже не смотря на то, что фильм уже пересматриваешь в десяток или сотый раз. Сюжет подкупает тем, как снова и снова погружает в состояние противостояния героев с акулой. Что сводится ко второй половине ленты из банальной кормежки в настоящую рыбалку. А финал получился поистине великолепный.

    Трио Роя Шайдера, Роберта Шоу и Ричарда Дрейфуса получилось просто великолепным. Все три актера сыграли одновременно хорошо и предоставили три абсолютно разных персонажа ленты. В связи с чем, выделять кого либо больше другого, я не вижу смысла. Потому что, это тот редкий случай, когда впечатление от игры настолько высоко, что создаётся впечатление того, что персонажами ленты являются настоящие люди. Ну и стоит отметить механического Брюса, который и стал главным агрессором данной ленты и чьё появление пугало меня до чертиков.

    В одном из интервью Стивен Спилберг смеясь спросил у композитора ленты Джона Уильямса «Интересно, о чём ты думал Джон, когда создавал музыку к фильму ?». Вот и мне интересно. Потому что, стоит признать, что если бы в картине была другая музыка, то эффект был бы абсолютно другим. Имея при себе всего лишь две ноты, Джон создал действительно завораживающую, напряженную, пугающую и страшную до чертиков музыку. Стоит ей заиграть, как ты сразу чувствуешь, что акула рядом. В реальной жизни, начинаешь нервно плыть в сторону берега даже зная о том, что акул в месте где ты плаваешь, нет в помине. В связи с чем, я могу смело назвать это одним из самых сильных саундтреков, что я когда либо слышал и с этим пожалуй многие согласятся.

    10 из 10

    Напряженный, завораживающий, динамичный, пугающий и действительно очень страшный фильм ужасов. По правде говоря, один из самых страшных фильмов, что я когда либо видел и именно тот шедевр, который каждый должен посмотреть за свою жизнь хотя бы раз. Что я и советую вам сделать и продолжать дальше нет смысла. Так как, это тот редкий случай, когда сам фильм говорит за себя и успех которого, никто не способен превзойти даже сейчас.

    20 октября 2011 | 12:22

    Однажды, удалось услышать фразу: «Стивен Спилберг ставит фильмы на все времена». Так или иначе, пробежавшись по списку из киноработ, данного режиссера каждый из Вас может для себя сделать вывод о точности данного выражения.

    Для меня фильм «Челюсти» — это как раз та работа, что остается в памяти навсегда. Гигантская, ненасытная акула еще в детстве крепко напугала и являлась во сне — кошмаре как злобный призрак. Спустя годы, испуг самоустранился, но фильм Спилберга остался в коллекции как один из тех, что всегда пересматриваешь с удовольствием.

    В пользу данной работы говорят мега кассовые сборы и аудитория, посмотревшая фильм. Даже если Вы еще не видели картину «Челюсти», то пусть Вас не смущает дата выхода — 1975 год. Здесь нет навороченной современной компьютерной техники, есть бескрайний океан и акула, которая выглядит столь натурально и реалистично, что поневоле задаешься вопросам, а не живую ли «актрису» использовал волшебник Спилберг, в своем вечном творении?!

    9 из 10

    16 октября 2009 | 22:44

    Стивен Спилберг — самый известный кинематографист в мире. Этот человек входит в тройку самых богатых людей Голливуда. В числе его режиссерских и продюсерских проектов есть множество картин, признанных мировыми шедеврами, при чем большая часть из них — кассовые хиты. Однако, как и все люди, свой путь он начинал с первого шага. Начав снимать еще в детском возрасте, Стивен прославился еще в начале 1970-х несколькими короткометражками, но по-настоящему первым полноценным успехом принято считать его полнометражную работу — Челюсти.

    История о том, как огромная акула терроризировала американский городок на сегодняшний день выглядит как один из самых простецких и примитивных сюжетов в кино, да и манера повествования самой истории оставляет желать лучшего, ибо сейчас большинство зрителей посчитают её неимоверно скучной. Однако, так рассуждать о данном фильме было бы очень глупо. На тот момент это действительно был прорыв, феномен даже, черт возьми. Гениальные операторские и режиссерские приемы (все дружно вспоминаем эффект камеры, когда при приближении ракурса на персонажа, изменяется лишь задний план), которые до сих пор использует большинство современных кинематографистов, Стивен использовал здесь впервые.

    Подумать только, еще в далеком 1975 году суметь сделать фильм про агрессивное животное так, чтобы это действительно выглядело устрашающе и навевало искренний ужас. Спилбергу это удалось. Никаких резиновых рыбок и надувных зубов (вернее, он их, скорее всего, использовал, но в фильме про это как-то забываешь, ибо сделано все на очень реалистичном уровне) в кадре не виднеется, напротив, в жизни акулы совершенно не сомневаешься. А эти зубы… они еще долго после просмотра были у меня перед глазами.

    Вклад данной картины в развитие кинематографа действительно трудно переоценить. Особенно если вспомнить, что именно данное творение Спилберга ввелj моду в Голливуде выпускать крупнобюджетные блокбастеры, рассчитанные на широкую аудиторию, именно летом. Эта практика используется в американском кино и по сей день. Так что совсем неудивительно, что при всех своих плюсах и технических новаторских идеях, фильм при невероятно малом бюджете (7 000 000 $)смог собрать баснословные(тем более по тем временам) кассовые сборы (470 653 000 $).

    Челюсти — хит 1970-х годов, один из первых успехов Стивена Спилберга. Максимальное удовольствие от просмотра вы вряд ли получите (все-таки морально фильм устарел), но тем, кто не смотрел, очень советую, особенно киноманам. Все-таки прикоснуться к классике необходимо, чтобы знать корни тех или иных режиссерских фишек и приемов.

    8 из 10

    10 декабря 2009 | 19:50

    Сегодня образ хищной белой акулы просто неотделим от творения великого Спилберга. Интересно узнать, скольких родителей, отпускавших до этого своих детей в море, картина лишила спокойного сна.

    Небольшой курортный город США готовится к очередному этапу летнего пляжного сезона. Но в водах залива появилась тень смерти — на людей стала нападать гигантская акула. В первую очередь, нельзя недооценивать влияние, которое оказал фильм на развитие кинематографа. Невероятный кассовый успех картины со смешным по сегодняшним меркам бюджетом, любовь миллионов зрителей и многочисленные последователи, вдохновленные этой историей. Город, в котором происходят события, во многом напоминает произведения Стивена Кинга. Тесный круг жителей, где все друг друга знают, залив с утренними туманами, и конечно, атмосфера ужаса. Действительно, после некоторых сцен этого фильма, даже сейчас, спустя несколько десятилетий, возникает переосмысление увлечения плавать в открытой воде. В этом большая заслуга, как режиссера, так и команды людей, которые отвечали за собственно, создание самого хищника. Спустя почти сорок лет, созданные макеты не выглядят примитивно. Сегодня, акулу просто заменили бы компьютерной анимацией, но если говорить о натуральных съемках, здесь все на высшем уровне. Герои картины мало запоминаются, но это вряд ли можно отнести к негативным сторонам. Главное здесь все же — это действие, а его предостаточно, особенно ближе к концу. Знаменитый саундтрек сегодня один из наиболее узнаваемых.

    Фильм, который подарил широкому зрителю не только пугающий образ белой акулы-людоеда, но и дал важный старт карьере одного из известнейших режиссеров всех времен — Стивену Спилбергу.

    8 из 10

    27 сентября 2012 | 17:26

    Компания поглощающей пиво и кое-что покрепче молодежи беззаботно отдыхает на платиновом пляже островка Эмити. Но Стивен Спилберг решил, что в этот летний вечер безмятежную водную гладь разрезать суждено не только обнаженным женским бедрам, но и плавнику наиболее кровожадного и прибыльного хищника в истории мирового кинематографа — белой акулы. Теперь, после легкого перекуса девичьими телесами милашка с челюстями на зависть лицевым хирургам разбудила свой аппетит и мечтает обедать в режиме Гаргантюа и Пантагрюэля, благо, разгар купального сезона обеспечивает ей вариативность меню куда как лучше МакДакдональдс. Единственными, кто в состоянии помешать рыбешке победить в турнире на скоростное поедание человечины, оказываются не умеющий плавать глава полицейского департамента Броуди, не знающий слов любви старый солдат Квинт и возможный друг Дэвида Самнера по переписке океанограф Хупер.

    Самое удивительное в картине «Челюсти» отнюдь не звание первого в истории летнего блокбастера, не титул пионера в жанре, посвященном борьбе с обезумевшими от испробованного человеческого мяса хищниками, а противоречие киностремлений создателей и получившегося результата. Неожиданно больший страх вызывает первый час фильма, в котором дорогостоящий пафосный акулий макет мелькает на заднем плане, а сражаться герои вынуждены не столько с матушкой-природой, сколько с папочками-политиканами. С позволения сказать бизнес-элита, к которой в условиях острова Эмити относится даже владелица захудалого мотеля, далекого по статусу от Хилтона, беспокоится исключительно о глубоком проникновении долларов в карманы и отказывается признавать очевидные предупредительные пинки от опасности, заигрывая с оскалившимся капитализмом. Импозантно седовласый мэр сознательно идет на поводу у владельцев гостиниц и соглашается на подлог отчета патологоанатома, потому что размеры казны города, а, значит, и его благополучие прямо пропорциональны количеству выстроенных детьми туристов замков из песка на пляже. Порой даже ловишь себя на кощунственных ганнибаловских мыслях, что было бы неплохо пожертвовать во славу драматизма сюжета кем-нибудь из высокопоставленных идиотов в назидание толпам приезжих с не менее умственно отсталым поведением. Казалось бы, только отдыхающие с российским паспортом упорно стремятся подставить офисные бледные тела под прибрежное солнце, несмотря на революции и цунами, но нет, 4 июля действует на американцев почище «горящих» туров.

    Драматургически Спилберг отлично обыгрывает противоречия между столь любимым человеческом расчетом на «авось, пронесет» и безжалостностью сил природы. Общие планы идиллических картин семейного веселья под плеск волн и детский смех сменяются наездами камеры на тревожного Броуди, который никак не может усидеть на суше, ожидая внезапного нападения из океана. Оскароносная музыка Уильямса еще больше способствует нагнетанию саспенса. Подобно хрестоматийному «Психо» смычок играет по нервам как по струнам некельхарпы, достигая самых высоких нот в момент атаки, обрушивая через мгновение на зрителя окрашенную в цвет малинового варенья гибель очередного персонажа из массовки вместе с резким окончанием мелодии. При этом Спилберг заставляет сопереживать каждому из случайных безымянных кинознакомых, жертвой акулы может оказаться любой, вне зависимости от пола и возраста. От того очень жаль, что замаскировавшийся под режиссера сильного драматического триллера Спилберг во второй его половине на полную катушку проявляет жилку коммерсанта от мира кино, живо реагирующего на конъюнктуру рынка и желания зрителя заиметь наконец-то летнюю развлекаловку. Вынужденные взаимодействовать только друг с другом на небольшой рыбацкой шхуне исполнители главных ролей способствуют тому, что отсутствие опыта у режиссера резко начинает бросаться в глаза, ведь замкнутость происходящего требует расстановки других поведенческих акцентов.

    Совместные попойки, когда акула, даром, что пленница, инстинкт убийцы не потеряла, не укрепляют дух, а только подтверждают изначальный тезис об идиотии персонажей. Для создания же образа видавшего виды вояки недостаточно быть влюбленным в свои бакенбарды или усы и щурить глаз, это сойдет с рук только Иствуду и то в дуэте со стулом. Приглашение не суперзвезд, а актеров средней степени известности было сознательным шагом со стороны создателей ленты, сделавших ставку на зрелищность картины и высокотехнологичность монстра. Однако, например, оригинальная версия «Кэрри» из 70-х выигрывает по сравнению с римейком именно благодаря актерской игре, которая не устаревает с годами в отличие от технических возможностей работников индустрии спецэффектов. Выходит, что «Челюсти» ничем не отличаются от принципа «Больше женских молочных желез в 3-D» во всяких современных «Пираньях» с поправкой на статус и имя режиссера в титрах. Понятно, что Спилберг этим фильмом, челюстями в прямом и переносном смысле, прогрыз себе дорогу в коммерчески успешный кинематограф, но заставит ли меня фильм отказаться влезть в воду этим летом, как делал со зрителями 40 лет назад? Конечно, нет…Хотя, может, все дело только в том, что я просто не умею плавать.

    16 марта 2014 | 21:18

    Еще в 70-е (не говоря уже о 50-х и ранее) спецэффекты на экране мало впечатляли. Монстры были сделаны вручную, каркасы разукрашены, управлялись незатейливыми механизмами, а кое-где и вовсе люди бегали туда-сюда в хэллоуиновских костюмах. Это бросалось в глаза, в зависимости от бюджета, в больше или меньшей степени, но одомашненной была такая редкая, неуловимая и непонятная для нынешних киношников вещь, как саспенс. А саспенс в обнимку с типичными для 20 века незамысловатыми сюжетами и тревожной музычкой компоузеров, которые теперь уже не сочиняют из-за Паркинсона и Альцгеймера, под мудрым руководством, например, Бороды, порой давал такой такой эффект, что было и впрямь жутковато. Если фильм был особо хорош, то жутковато даже за себя, а так — за героев, которые нравились. К этому располагал и сценарий, и актеры, и щедрые куски эфира на каждого перса — темп повествований был значительно ниже, за что такие тугодумы, как я, до сих пор благодарны. Поскольку ныне — сплошь видеоклипы. А я брюзжу и сокрушаюсь, как мой дедушка, вспоминая брежневские времена, потому что, во-первых, люблю побрюзжать, а во-вторых, минуты две назад закончила смотреть один из лучших фильмов Бороды — «Челюсти» 75-ого.

    В детстве я его, конечно же, смотрела, но в память врезался лишь общий инстинктивный страх перед водой и мощный вид акульей морды с женщиной в зубах, которая в оригинальной части вообще не мелькала. А мелькали типичные гуд-гаи — шериф, океанолог и пират-охотник на акул vs. продажный мэр в окружении скулящей от страха толпищи пляжников-туристов. Акулу во всей ее красе 2/3 фильма мне сулили исключительно намеками, но намеками настолько мрачными-зловещими, что стоило ребенку или старичку войти в водичку по колено, как я уже во всю была в испарине. Вот она, сила саспенса, который параллельно с трепыхавшимися ножками плавцов (грамотно снятыми снизу), успешно нагнетался подборкой иллюстраций из учебников про тигровых и белых, а также очень эмоциональными историями из уст пострадавших. Особенно запомнился душевный, будоражащий рассказ охотника про «Индианаполис». Я его слышала раньше по Дискавери, но тут, в полутьме, на воде, в ожидании 3-тонной хищницы он прозвучал куда внушительней, а ведь рассказан был сугубо на словах — ни рисунка, ни флэшбека, ни порванной сцены.

    Фильм Бороды нетороплив. Для сегодняшнего зрителя — медлителен и нуден, но ровно для того, чтоб мы успели надышаться прибрежным воздухом, проникнуться истерикой и паникой, а я — попутно насмотреться на забавные одежки и прически тех времен. Финал шикарен, особенно клетка и участь охотника. Судьба пирата, безусловно, по законам жанра и клише, была заранее известна, еще раз отослав меня к сердечной драме с Элли Глинном; а Шайдер на дрейфующих обломках — к ехидному сравнению с недавней «Заклинательницей» Холли Берри. Про «Пираний» Ажа я вообще промолчу. Борода — молодец. В свое время, как я понимаю, разорил немало курортных поселков, перепугал охочих до загара и волны отпускников, которые после его «Челюстей» и в ванне-то боялись мыться, а меня сегодня вечером заставил отказаться от соли и всякой прочей хрени, создающей пену на поверхности воды. Поскольку видеть донышко всегда приятнее. Хотя я вру — от соли меня когда-то отучил еще Уэс Крейвен — пресловутой сценой в ванне, когда пальцы Крюгера всплывали у коленок Нэнси Томпсон. Всем удачного заплыва.

    24 марта 2013 | 02:37

    «Челюсти» — яркий пример тех старых фильмов, для которых не существует временных рамок. 30 лет назад он выгнал американцев из воды. И если сегодня показать его детворе, то при следующей поездке на море они уже будут заходить в воду с весьма занятным чувством — когда знаешь, что ничего с тобой не случится, но воображение все равно рисует серый плавник режущий воду.

    Боязнь быть съеденым акулой также глубоко укоренилась в сознании людей, как и страх пауков, змей и прочих симпатяг животного мира. Это инстинкт. Однако, если ядовитую букашку можно раздавить башмаком или просто дать деру, то страх перед акулой становится по-настоящему животным. Каждый, кто заходит в воду вторгается в их мир, где они эволюционировали сотни миллионов лет, руководствуясь лишь одной целью — выжить. И они в этом весьма преуспели. В доказательство этому, суперкар и танк в одном лице от матушки природы — большая белая акула. Насколько смертельна, настолько прекрасна.

    Все это понимали Бенчли и Спилберг, когда явили зрителю «Челюсти». Совершенно точно режиссер давит не на глаза зрителя, а на темные глубины подсознания, где у каждого найдется место для большой серой тени, неуловимо скользящей под гладью воды. А композитор ему очень умело помогает. Так умело, что мелодия из фильма уже живет сама по себе. Именно поэтому из всех вышедших на сегодня худ. фильмов о акулах, этот без труда удерживает пальму первенства. Никаких сумасшедших ученых, проводящих идиотские эксперименты, никаких предысторий, объяснений. Она просто появляется и наводит ужас, неся в своих челюстях наши первобытные страхи.

    А поскольку, это не документалка НГО, а художественный фильм, то требуется главный герой. Таковым назначен шеф полиции Мартин Броди. Подтянув акулью грамоту посредством красочных иллюстраций из книжек, он быстрее других смекает, чем грозит новая гостья в прибрежных водах курортного Эмити. Организовав отряд смельчаков, состоящий из себя, ученого-океанографа Хупера и старого морского волка Квинта они отправляются на самую известную морскую рыбалку в истории кино. Правда, вскоре становится очевидно, что то ли лодка маловата, то ли акула совсем неприличных размеров. Вот тут и начинается такой морской бой, что всякие кракены и прочие головоногие могут лишь взгрустнуть на дне морском.

    Рой Шайдер был просто великолепен. Он никогда не значился в звездах категории А, но наверно, в том есть справедливость, что именно ему выпало сыграть шефа Броди и войти в историю вместе с фильмом. Его прощальное акуле: «Smile you son of a BITCH!», и последовавший за этим дикий восторг до сих пор мне памятен.

    В техническом плане, фильм можно назвать первопроходцем. Акула Брюс, вымотала немало нервов группе, да к тому же оказалась прожорлива и в финансовом смысле. Но в награду, даже сегодня её кукольность берет верх над компьютерными товарками из других фильмов. Эпизод, когда Мартин сидя на пляже, становится свидетелем нападения был и остается нереально атмосферным — техника приближения фона при статичном переднем плане была новаторской для того времени.

    «Челюсти», как история бесподобна. Но в конце, все же стоит упомянуть о печальном наследии этого легендарного фильма. Истребление такого грандиозного морского хищника как большая белая, стало чуть ли не престижным делом после просмотра зрителями ленты Спилберга. Незнание повлекло за собой ненависть. А ведь у вас в 30 раз выше шанс быть убитым молнией, нежели акулой.

    Важно не быть невеждами и понимать «Челюсти» правильно — это в первую очередь художественное произведение. Захватывающее, мастерски показанное, но нереальное. Брюса создали люди, не забывайте.

    10 из 10

    12 января 2010 | 20:47

    Несомненно, Стивен Спилберг — один из лучших режиссёров мирового кинематографа за всю его историю и нынешнее существование. Однако до 1975 года он был молодым малоизвестным постановщиком, практиковавшимся, в основном, на сериалах (именно он снял одну из серий про лейтенанта Коломбо). Но в этот год Спилберг сделал настоящий профессиональный скачок. Сделал постановку одного из самых ужасающих фильмов в мире.

    Несмотря на трёх основных героев картины — шерифа (Рой Шайдер), «живописного» морского охотника (Роберт Шоу, один из звёздных героев «Аферы» Джорджа Роя Хилла) и разговорчивого исследователя (Ричард Дрейфусс), главной «героиней» всё же остаётся механическая акула. Именно её панически боятся жители курортного местечка, именно она задаёт тон всей картине — кого сожрёт?! (а кого — нет), сможет ли потопить лодку с тремя мужиками на борту… или они её изведут и прикончат?

    Подводные кадры были классно засняты и смонтированы. Очень понравился мне в этой картине молодой Ричард Дрейфусс, который трещал без умолку. С его участием я очень давно смотрел «Близкие контакты третьей степени» всё того же Спилберга, но образа актёра я, к сожалению, уже не помню. Поэтому талант Дрейфусса открылся для меня по-новому. Кроме того, нельзя не отметить многообразие музыкального сопровождения в картине. Ужас в кадре, кадр весёлый или грустный — к каждому из них свой музыкальный оттенок. Отличная работа композитора, отмеченная заслуженным Оскаром.

    Можно сказать, что Челюсти« стали настоящим прорывом в своём жанре. Это потом были «Подъём с глубины», «Пираньи» и т. д. Однако фильм Спилберга был первым и образцовым.

    10 из 10

    21 октября 2011 | 11:10

    Я считаю, что этот фильм если не лучший, то явно один из лучших фильмов об акулах. Мне этот фильм очень понравился. Но вам, наверное, интересно, почему?Ответ ниже.

    Сюжет. Здесь он присутствует, что весьма знаменательно для фильма ужасов. Он таков:на пляже рядом с городом Эмити происходит нападение акулы на девушку. Шеф полиции собирается закрыть пляжи, но мэр города ему такой возможности не даёт, ссылаясь на то, что им нужны «летние доллары». А между тем, количество жертв акулы увеличивается. Вот, собственно, сюжет. Мне он показался, как минимум, не плохим. Да и диалоги между героями сего творения вовсе не сводятся к одной теме. Это тоже важно. Плюс 3 балла.

    Акула. Она прорисована вполне неплохо. Я не увидел ошибок в её строении. Плюс 1 балл.

    Персонажи. Они здесь, конечно же не для массовки. У каждого из них свой характер, свой темперамент, свои вкусы и увлечения. К примеру, Мэтт Хупер, океанограф, обожает акул. Мартин Броуди ответственен за свои поступки. Рыбак Куинт груб и заносчив. Все они разные. Плюс 4 балла.

    Спецэффекты и атмосфера. Я решил их соединить, так как без спецэффектов не будет вообще никакой атмосферы. И то, и то в фильме присутствует. Атмосфера в фильме что надо. Она действительно создаёт ощущение тревоги и страха. И спецэффекты тут тоже неплохие для тех годов. Также, нагнетает обстановку ещё и музыка. Единственное, крови маловато. В других фильмах ужасов её побольше будет. Ну ладно, для тех годов это ещё нормально. Плюс 2 балла.

    Итог. В-общем, этот фильм получил свои три Оскара заслуженно. Он выделяется своей атмосферой, игрой актёров, сюжетом и конечно же, музыкой. Моя оценка:

    10 из 10

    14 апреля 2013 | 10:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ЧелюстиJaws1975
    2 Челюсти 2Jaws 21978
    3 Челюсти 3Jaws 3-D1983
    4 Челюсти 4: МестьJaws: The Revenge1987
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 468 руб.
    подробнее

    Новости


    72 сценария попали в этом году в «Черный список» лучших неспродюсированных сценариев в Голливуде. Более 250 студийных чиновников называли наиболее интересные проекты, и максимальное количество голосов — 46 — пришлось на сценарий «Голландия, Мичиган» о женщине, подозревающей супруга в измене. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы остановились на кандидатуре Кита Харингтона, потому что я являюсь большим фанатом сериала «Игра престолов». Меня на него подсадила жена. Я упустил первые два сезона, поэтому как-то посмотрел все скопом за двое суток. Сериал потрясающий, и подбор актеров там очень удачный, но для меня Кит выделялся среди остальных. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Чему научило Стивена Спилберга «Головокружение»? Какую отсылку к «Психо» Мартин Скорсезе запрятал в «Бешеного быка»? Как «Окно во двор» и «Тень сомнения» вдохновили Дэвида Линча на «Синий бархат» и «Твин Пикс»? По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В мире массовых зрелищ, когда новые фильмы появляются каждую неделю, один рекламный носитель вырывается вперед, превратившись со временем в форму искусства. Это история трейлеров фильмов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper89 535 000
    2.Шафер напрокатThe Wedding Ringer20 600 000
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington18 966 000
    4.Заложница 3Taken 314 625 000
    5.СельмаSelma8 785 000
    16.01 — 18.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Заложница 3Taken 3118 713 811
    2.Ночь в музее: Секрет гробницыNight at the Museum: Secret of the Tomb103 901 478
    3.Женщина в черном 2: Ангел смертиThe Woman in Black 2: Angel of Death59 586 957
    4.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings57 708 116
    5.Три богатыря: Ход конем51 370 255
    15.01 — 18.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 237 0022 529 897
    Деньги620 663 645 руб.669 680 392
    Цена билета277,45 руб.6,76
    15.01 — 18.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.Офицеры8.385
    66.ПрислугаThe Help8.383
    67.МалышThe Kid8.370
    68.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.369
    69.Терминатор 2: Судный деньTerminator 2: Judgment Day8.363
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Робот по имени ЧаппиChappie96.12%
    7.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.00%
    8.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.95%
    9.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.93%
    10.Земля будущегоTomorrowland94.54%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Охотник на лисFoxcatcher17
    Заложница 3Taken 316
    Левиафан101
    Игра в имитациюThe Imitation Game19
    Три богатыря: Ход конем15
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.793
    Ночь в музее: Секрет гробницыNight at the Museum: Secret of the Tomb6.775
    Заложница 3Taken 36.169
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.523
    ИгрокThe Gambler6.106
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Охотник на лисFoxcatcher29.01
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    премьеры