всё о любом фильме:

Челюсти

Jaws
год
страна
слоган«You'll never go in the water again!»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийПитер Бенчли, Карл Готтлиб
продюсерДэвид Браун, Ричард Д. Занук
операторБилл Батлер
композиторДжон Уильямс
художникДжо Элвс, Джон М. Двайер
монтажВерна Филдс
жанр триллер, приключения, ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  128.1 млн,    Великобритания  16.2 млн,    Бразилия  13 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время124 мин. / 02:04
Номинации (1):
Действие картины протекает в течение пяти дней — на острове Э́мити, где расположен небольшой курортный городок. В этом тихом и солнечном месте произошли ужасные трагические события, начало которым было положено ранним утром, когда шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник находят на берегу остатки тела девушки. Она стала первой жертвой огромной белой акулы, которая появилась у берегов Эмити…

С каждым днем число жертв кровожадной акулы продолжает увеличиваться. Сможет ли отважный охотник на акул, ветеран Второй мировой войны, рыбак Квинт на своём судне выловить и убить акулу-людоеда? В опасную морскую экспедицию вместе с ним отправляются Мартин Броуди и прибывший на остров эксперт из национального института океанографии Мэтт Хупер.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
65 + 1 = 66
9.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Питера Бенчли «Челюсти» (Jaws, 1974).
    • 3-6 июня 2005 года на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) был проведен фестиваль «JAWSFest-2005», посвященный 30-й годовщине создания классического фильма ужасов «Челюсти».
    • Главный герой картины — шериф Мартин Броуди, как нам известно, не умеет плавать, что анекдотично перекликается с тем, что сам Спилберг панически боялся воды, снимая «Челюсти».
    • Первый в истории проката фильм, сумевший покорить заветную 100-миллионную отметку. Всего же он сумел заработать около 260 миллионов в прокате США и 210 миллионов в общемировом прокате.
    • После ошеломляющего успеха картины в прокате, кинокритики поспешили повесить все лавры на специалиста по монтажу Верну Филдс. 28-летнего Стивена Спилберга никто не принимал в расчет. Именно поэтому в последующих работах Стивен отказался от услуг госпожи Филдс.
    • Первый в истории «летний блокбастер». Летом 1975 года было продано около 67 миллионов билетов.
    • Продюсеры картины решили избежать привлечения в проект суперзвезд, чтобы не отвлекать зрителей от сюжетного повествования и полностью сосредоточиться на акулах и их жертвах.
    • Впервые прослушав саундтрек к картине, написанный Джоном Уильямсом, Стивен Спилберг не смог сдержать смеха: «Джон, очень забавно. Мне любопытно, о чем же ты думал, когда сочинял музыку?». Впоследствии Стивен признал, что именно благодаря музыке Уильямса фильм стал таким успешным.
    • Любопытная ситуация сложилась на церемонии вручения Оскара в феврале 1976 года. Джон Уильямс в то время был дирижером оркестра на церемонии, и после того, как ему достался приз за лучший саундтрек, был вынужден сбегать на сцену за статуэткой, и потом вновь вернуться к исполнению своих обязанностей.
    • Съемочный процесс растянулся до 155 дней вместо изначально запланированных 52 суток.
    • Именно в «Челюстях» был впервые запатентован операторский приём, когда оптическим путем объекты на заднем плане приближаются, при этом все, что на ближнем плане, не меняется.
    • Сначала от роли Куинта отказались Ли Марвин и Джон Войт.
    • Роберт Шоу и Ричард Дрейфусс просто не могли переносить друг друга и часто ругались на площадке, так что сцены конфликтов между Хупером и Куинтом носят отчасти реальный оттенок.
    • Построенная механическая акула, когда ее привезли на остров Мартас-Винъярд и поместили в первый раз в воду, попросту утонула, так что команде техников пришлось в срочном порядке немного ее переделать.
    • В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней Хупером, операторы подводных съемок Рон и Валери Тейлоры использовали настоящую акулу. Но т. к. живая акула была гораздо меньше механической, была построена уменьшенная клетка, в которой находилась женщина очень низкого роста. И, кстати, в первоначальном варианте акула не должна была ломать клетку, но после того как настоящая рыба начала вламываться в клетку, и эти редкие кадры были сняты, был несколько переписан сценарий, а эти сцены вставлены в фильм.
    • На роль Мартина Броуди пробовался Чарлтон Хестон, а на роль Мэтта Хупера — Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс и Ян-Майкл Винсент.
    • Для 70-х годов бюджет фильма был огромен, к тому же одна лишь напичканная электроникой акула-людоед обошлась в два миллиона.
    • Съемки проходили на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) около восточного побережья США (здесь расположены шесть небольших курортных городишек), некоторые сцены с настоящей акулой были сняты в Австралии в Сил-Рокс (штат Виктория), а подводные съемки — близ острова Санта-Каталина (штат Калифорния) на западном побережье США.
    • Рабочее название фильма — «Безмолвие в воде» (Stillness in the Water).
    • Бестселлер Питера Бенчли и фильм Стивена Спилберга использовал заимствования из следующих источников: романа Германа Мелвилла «Моби Дик»; пьесы Ибсена «Враг народа»; документального фильма «Голубая вода, белая смерть» (1971) об экспедициях аквалангиста Питера Гимбла; научной книги Питера Мэттисена «Голубой меридиан: Поиск большой белой акулы»; двух классических американских фильмов ужасов 50-х годов: «Создание из Черной лагуны» (1954) и «Монстр, который бросил вызов миру» (1957); реальной истории, произошедшей летом 1916 года в Нью-Джерси, когда в течение двух недель в результате нападения акулы погибли пять человек.
    • Актриса Ли Фьерро, в фильме мать погибшего мальчика Алекса Кинтнера, никак не могла сымитировать пощечину Мартину Броуди в одной из сцен, так что актер Рой Шайдер несколько раз в дублях получил от нее вполне ощутимые удары по лицу.
    • Позднее продюсеры признавались, что если бы они раньше знали, сколько проблем будет во время производства картины, они никогда не взялись бы за этот фильм.
    • Имя Квинт по-латыни означает «пятый», что соответствует пятой человеческой жертве акулы-людоеда в фильме. А название его судна «ORCA» соответствует народному названию косатки — кита-убийцы, извечному врагу акул.
    • Эта картина принесла прибыль не только ее создателям, но и острову Мартас-Винъярд, т. к. число туристов за сезон до 1975 года там составлял около 5 тысяч человек, а после выхода фильма на экраны — в три раза больше.
    • Команда, создавшая макет механической акулы, назвала ее «Брюс» — по имени адвоката Стивена Спилберга.
    • В эпизодических ролях снялся Стивен Спилберг (в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете) и Питер Бенчли (телерепортер, ведущий репортаж об акуле на Эмити).
    • Убитую акулу, якобы и бывшей людоедом, на самом деле выловили и привезли из Флориды, т. к. около Мартас-Винъярд таких больших экземпляров не встречается.
    • В массовой сцене паники на пляже в качестве статистов, которые должны были кричать и натыкаться друг на друга, за 64 доллара были наняты жители острова Мартас-Винъярд.
    • Старый дом Квинта для фильма был построен в пустынном месте острова Мартас-Винъярд, но муниципалитет острова настоял на том, чтобы после съемок команда разобрала и уничтожила строение, т. к. оно скорее напоминает свалку мусора, чем жилище.
    • Стивен Спилберг в роли Квинта хотел видеть сначала Ли Марвина, а затем Стерлинга Хэйдена. Однако у последнего были проблемы с налоговой службой. Кроме того, продюсерам показалась рискованной схема оплаты его актерского труда, по которой он, с одной стороны, должен был получить гонорар за съемки в фильме (облагаемый налогом), а с другой, студия за большую сумму должна была выкупить у Хэйдена его литературный материал для нового фильма (актер был еще писателем), а эта статья дохода налогом не облагалась. По причине всех этих шероховатостей, в конечном счете, сделка с Хэйденом не состоялась, и вместо него в роли Квинта снялся Роберт Шоу. Но по иронии судьбы у Роберта Шоу также имелись неприятности с налоговой службой, так что сразу же после съемок он вынужден был бежать из США.
    • Работа над фильмом продолжалась с февраля 1974-го по апрель 1975 года. Съемки проводились со 2 мая по 15 сентября 1974 года, с октября по декабрь — некоторые дополнительные съемки, а остальное время — монтаж и подготовка к премьере.
    • Звучащий в картине из уст рыбака Квинта рассказ о трагической судьбе команды военного корабля «Индианаполис» (из более тысячи людей, спасшихся после гибели судна 30 июля 1945 года, в живых остались всего 316: остальные были съедены акулами) был написан Ховардом Сэклером, Джоном Милиусом и Робертом Шоу.
    • Телеверсия 2005 года имеет хронометраж 130 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой погибает персонаж Джеффри Вурхиса, была настолько жуткой, что ее пришлось вырезать из финальной версии. Таким образом, фильм смог получит рейтинг PG.
    • Согласно первоначальному сценарию, Квинт должен был утонуть. Веревка от гарпуна цеплялась за ногу, и акула тащила его в морские глубины, где Квинт и принимал свою смерть. Тем не менее, по ходу съемок было решено, что Квинт должен быть съеден акулой.
    • Герой Мэтт Хупер по первоначальной задумке должен был погибнуть в клетке при нападении на нее акулы.
    • Было снято два варианта концовки этого фильма — когда акуле разрывает голову, и когда она погибает от потери крови из-за многочисленных гарпунов. Стивен Спилберг стоял за первый вариант, Питер Бенчли — за второй, из-за чего у них было немало разногласий по этому по поводу. Но зритель на премьере «узаконил» именно первый вариант смерти людоеда.
    • Стивен Спилберг не явился в режиссёрское кресло, когда шла съёмка последней сцены фильма, где акула взрывается — он был уверен, что съёмочная группа сговорилась и планирует бросить его в воду после команды «снято». С тех пор Спилберг завёл традицию не приходить на съёмки финальной сцены каждого фильма, который он режиссирует.
    • еще 35 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Молодой Стивен Спилберг, которому исполнилось только 27 лет, уже успел получить известность как режиссёр потрясающей телевизионной картины «Дуэль». Он полностью оправдал надежды, которые возлагали зрители и критики на его первую работу в «большом кинематографе» — ленту «Шугарлендский экспресс». Продюсеры Дэвид Браун и Ричард Д. Занук решили доверить Спилбергу более внушительный бюджет (называются цифры от семи до двенадцати миллионов — то есть по состоянию на 2008 год это могло бы составить от двадцати четырёх до сорока с лишним миллионов долларов). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1171 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Данная картина является родоначальником себе подобных, с одной лишь разницей — такого устрашающей, тревожной до дрожи атмосферности повторить даже близко не удалось ни одной из них.

    Все эти современные компьютерные технологии не идут ни в какое сравнение с механической махиной, которая действительно выглядела как живая, порою становилось дурно. Каждая сцена поедания пугала своей смертельной неизбежностью и кровавым обилием. Съёмка от первого, акульего, морда-лица, делало ожидание невыносимым, но в тоже время хотелось какого-то спасения, хотя было ясно, что без жертв не обойтись.

    Сценарно картина делится на два этапа — это пляжная паника, с которой и начинается отсчёт жертв, далее следует этакая морская эпопея, в духе «Моби Дика». Если первая половина фильма ожидаема, за этим зритель и садится у экрана, то дальнейшая морская романтика весьма меня удивила, при чём приятно. Здесь не будет затяжных панорамных съёмок, хотя хронометраж на это намекал, охота будет идти непрестанно, завлекая зрителя, умудряясь параллельно познакомить с героями поближе. Человеческая самоуверенность, которая вперемежку с профессионализмом, легко может ввести в заблуждение, играючи примеряя роль дичи к каждой из сторон, но в конце природа расставит всё по своим местам.

    Фильм буду рекомендовать к просмотру, он до сих пор смотрится свежо, что ещё раз доказывает его действительную шедевральность. Спилберг отличный режиссёр — он создал классику из вторичного, незамысловатого продукта, которую я буду пересматривать неоднократное количество раз.

    Всем желаю приятного просмотра!

    28 апреля 2016 | 00:19

    Думаете, что, будучи молодым 27-летним режиссёром без большого опыта в кино, невозможно за 7 миллионов долларов снять фильм, который заработает по всему миру почти пол миллиарда «зелененьких банкнот», станет первым блокбастером в истории американского кино, получит 3 Оскара, создаст что-то вроде отдельного жанра фильмов о борьбе человека с самым известным и опасным морским хищником, и, в конце концов, положивший начало по истине великой карьеры одного из самых знаменитых и успешных кинематографистов в истории? Оказывается, можно. Вот спросите у Стивена Спилберга!

    Что для этого нужно? Кто-то может сказать, что сложный и хитросплетенный сюжет. А вот нет, сказал бы вам Стивен. Достаточно взять простой с первого взгляда сценарий, к примеру о схватке группы смельчаков с большой белой акулой, пожирающей туристов и жителей прелестного курортного городка, и так этот сценарий расписать и так все снять, что от просмотра трудно будет оторваться (говорю по личному опыту). Добавьте к этому настораживающую музыкальную тему Джона Уильямса, которая в дальнейшем станет легендарной, годную актерскую игру и, конечно же, голодную большую белую акулу.

    Вуаля! Получаются «Челюсти» — захватывающий триллер, в последствии ставший настоящей классикой кинематографа. Фильм, о котором помнят и говорят вот уже почти 40 лет. Вот так то.

    10 из 10

    18 февраля 2014 | 00:43

    Впервые я посмотрел этот шедевр Стивена Спилберга в далеком детстве и он произвел на меня очень сильное впечатление. Сам по себе он не сильно страшный, но несет в себе огромный заряд чистой тревоги, который не отпускает до самого финала. Безусловно, с этой картины начинается мировая слава режссера, и уже здесь чувствуется его рабочий стиль, который стал родным каждому любителю кино в любой стране мира!

    Фильм Челюсти не отличается большим бюджетом, но талант Спилберга позволил выжать максимум из того что было и сделать просто-таки шедевр, который породил собой целый жанр подобных фильмов. И что интересно — в Челюстях зловещую акулу показывают не все время, а украдкой: та камера выглянет из воды взглядом акулы, то вода вдруг покраснеет и т. д. Конечно же интересней не постоянно смотреть на монстра, ведь он станет привычным и совершенно не отталкивающим, а по крохам выдавать нам жуть чтобы в финале довести нас до концентрированного ужаса! И что интересно, весь этот стиль съемки получился лишь из-за технических неполадок со знаменитым макетом большой белой акулы. В нашем случае, это случилось к счастью и Челюсти сняты так как есть!

    Также отмечу восхитительную актерскую игру Роя Шайдера и Ричарда Дрейфуса в роли городян, которые волей судьбы и долга службы должны обезопасить курортный городок от ужаса. Ну и, конечно, саундтрек неизменного композитора Спилберга, Джона Уильямса, разгорячает атмосферу жуткой безвестности просто-таки до предела. Мелодия из Челюстей — одна из самых простых, но запоминающихся в мире кино, и в жанре триллера!

    После первых Челюстей было снято очень много фильмов и сериалов про зловещих акул, но ни одному из них не удалось даже близко подойти к уровню Челюстей Стивена Спилберга. Это действительно знаковое кино и каждый любитель хорошего фильма обязан посмотреть этот шедевр!

    10 из 10

    19 сентября 2010 | 16:44

    Однажды, удалось услышать фразу: «Стивен Спилберг ставит фильмы на все времена». Так или иначе, пробежавшись по списку из киноработ, данного режиссера каждый из Вас может для себя сделать вывод о точности данного выражения.

    Для меня фильм «Челюсти» — это как раз та работа, что остается в памяти навсегда. Гигантская, ненасытная акула еще в детстве крепко напугала и являлась во сне — кошмаре как злобный призрак. Спустя годы, испуг самоустранился, но фильм Спилберга остался в коллекции как один из тех, что всегда пересматриваешь с удовольствием.

    В пользу данной работы говорят мега кассовые сборы и аудитория, посмотревшая фильм. Даже если Вы еще не видели картину «Челюсти», то пусть Вас не смущает дата выхода — 1975 год. Здесь нет навороченной современной компьютерной техники, есть бескрайний океан и акула, которая выглядит столь натурально и реалистично, что поневоле задаешься вопросам, а не живую ли «актрису» использовал волшебник Спилберг, в своем вечном творении?!

    9 из 10

    16 октября 2009 | 22:44

    Челюсти- это бесспорно культовый фильм от культового режиссёра Стивена Спилберга. Подумать только 36 лет прошло с момента выхода этой без преувеличения великой картины, сейчас Стивена знает практически любой киноман, для меня это самый лучший режиссёр на свете, но в те времена Стивен ещё не обрёл такую популярность какая у него есть сейчас.

    Челюсти, на мой взгляд — это его первый шедевр, конечно многие могут не согласиться, поскольку сейчас такими фильмами не удивишь, сейчас кино снимают с огромными бюджетами и с большим количеством экшена и спецэффектов, но лично я считаю что Стивен снял лучший фильм о акулах, о кроважадном монстре- людоеде, который устроил охоту на людей. Я решил пересмотреть вновь любимый фильм многих киноманов и знаете эмоций много даже сейчас, конечно не страшно, но местами жутковато, особенно в концовке вроде видели такое десятки раз, но довольно жутковато смотреть как Акула пожирает человека. Люблю этот фильм за его простоту, всё сделано очень качественно и со вкусом, прекрасное музыкальное сопровождение, я бы назвал его очень таинственным и устрашающим, и конечно игра актёров очень впечатляет, все кто играл особое уважение заслуживает от меня, даже жертвы очень впечатлили меня, вроде у них мало времени, но они очень реалистично исполняют те малые минуты, которые у них есть, если сейчас всё выглядит очень наиграно и банально, то более 30 лет назад всё выглядит довольно реалистично, меня не покидает ощущение, что смотрю кинохронику, крики очень жизненные и реалистичные.

    Особое внимание хотел бы уделить акуле из-за которой вся эта удивительная история начинается, если смотреть нынешние фильмы про акул, то на ум приходит только один негатив, те акулы которые сейчас нам показывают вызывают только огромную порцию смеха и на вид напоминают куклу, в Челюстях же Акула очень умная, тупила она чуть-чуть только в конце и то эта спорная точка зрения, смотришь на Акулу и даже при одном её виде становится немного жутковато, представишь что если когда-нибудь встретишь это» чудо» и становится не по себе, а представляю какие эмоции были у киноманов, когда этот фильм только вышел. Это без преувеличения великий фильм. Стивен великий мастер, великий режиссёр и уверен прекрасный человек, думаю такие фильмы будут пересматривать и пересматривать, из бюджета 7 миллионов долларов он сделал конфетку, хотя надо признать до того времени бюджет довольно многоват.

    Хочется отметить особенно Роя Шайдера, Роберта Шоу и конечно Ричарда Дрейфусса, каждый персонаж был по-своему удивителен, Шериф не сдавался и шёл до конца и проявлял инциативу, чтобы уберечь жителей от кровожадного монстра, герой Ричарда был помешан на Акулах и до него было долгом дать отпор кровожадному монстру, ну и герой Роя конечно жил только тем, что убивал Акул и много шутил и юморил.

    Я считаю это кино без недостатков.

    Кино на все времена.

    Итог

    10 из 10

    19 июня 2011 | 13:15

    Нет ничего страшнее, чем неизвестность. Даже если перед тобой расчлененное тело, по которому расползаются личинки, это факт, который принять гораздо легче, чем то, чего не видно, не слышно, но что может быть совсем близко… Больше всего нас пугает наше собственное воображение. Океан полон неожиданностей. Это невероятная, не укладывающаяся в сознании бездна, не исследованная и на 10%, которая таит в себе опасностей не меньше, чем еще менее изведанный Космос. Только Космос далеко, океан же гораздо ближе. И черт его знает, что там под этими симпатичными белыми барашками, бегущими к берегу — электрический скат, крошечный ядовитый осьминог-убийца, или безжизненные холодные глаза жестокой и беспощадной белой акулы, огромные челюсти которой готовы с хрустом перекусить ваш позвоночник, стоит вам войти в воду. Человек не умеет дышать под водой, глубинное давление превышает то, что способен выдерживать человеческий организм, это чужая, чуждая, враждебная среда, которая таит в себе невероятный список опасностей! И там, в этой «голубой бездне», в этих необозримых соленых пространствах, мы, люди — непрошенные гости, маленькие, трясущиеся, пускающие пузырьки пришельцы, которых если и ждут, то только в качестве закуски, а они — они короли, боги, решающие, жить нам или умереть.

    Как страшна, как жутка морская бездна. Мир без света, воздуха, Солнца, земли, звуков, чувств, — всего, что нам необходимо на твердой любимой Земле. И, как бы некоторые из нас не любили море, они все равно будут в нем чужаками. Привыкшими, приспособившимися к другим законам, но — чужаками. Перед этой чуждой «обителью страха» человек всегда испытывал инстинктивный ужас. Как кошка. Только кошкина жизнь мало связана с морем, а человек хоть и боится, но одновременно и не может без него и эта неразрывная связь делает море еще опасней. Кто бы сегодня не погиб в море, завтра оно все равно наполнится водолазами, купальщиками, учеными, рыбаками, ловцами жемчуга и другими смельчаками. Но кто хоть раз в жизни тонул, тот знает, что такое оказаться один на один с холодной, неприветливой пучиной, когда твои ноги сковывает судорога, они тяжелеют, отказываются двигаться, все тело каменеет, мысли исчезают из головы, их вытесняет ужас, глаза смотрят вниз, в черноту, туда, где, кажется ничего и никого нет, и руки жалостливо и слабо хлопают по воде, но схватиться не за что — вода просачивается сквозь пальцы и уже следующая волна накрывает с головой, и ты идешь на дно, даже не понимая, что происходит. И только крик — отчаянный, последний — разрывает легкие. Но там никто его не услышит, с криком выходит последний воздух, глоток, и ты заполнен водой, что консервная банка, и сам становишься частью океана… И слышишь, как над головой насмешливо плещутся волны, и Солнце кажется неправдоподобным и зеленовато-синим, словно на него смотришь сквозь донышко синей бутылки. И, слава Богу, если тебя в последний момент хватает за волосы рука отца, и ты, захлебнувшийся, обмерший от страха, окоченелый, все же оказываешься на поверхности, а если там тебя ожидают челюсти невиданного монстра? Нет, сто раз подумаешь, прежде чем решишься заплыть за буйки или пойдешь купаться в месте, где есть табличка «Осторожно акулы». Если даже 30-сантиметровый щуренок может серьезно покалечить руку, то что сможет сделать 9-метровая акула?

    Стивен Спилберг в полной мере воспользовался своим и писателя Питера Бенчли знанием психологии человека со средней ограниченности кругозором. Он использовал все, что знал о суеверной, пришедшей издревле боязни морских глубин, животных, их населяющих, и страхе перед неизвестностью. Он снял фильм, который засел в головы людей так прочно и крепко, что, не выйдет, наверное, до тех пор, пока существует лодка, акула и океан. А, поскольку акулы существуют несколько сотен миллионов лет, океан и того больше, а лодка пока не собирается выходить из моды, то, похоже, создал бородатый улыбающийся еврей по-настоящему вечный фильм.

    Достижения «Челюстей» огромны. Можно много перечислять многочисленные премии и награды, рассказывать о том, как восприняли этот фильм критики, какие новаторские методы использовались при съемке фильма и его монтаже, но лучше поговорить о другом. Мне, если честно, важнее эмоциональная сторона, поскольку именно благодаря ей фильм стал настолько знаменит. Фильмы про опасных животных снимались и ранее, но именно этот стал фаворитом публики на десятилетия.

    Постановщиком фильма был Стивен Спилберг, молодой, амбициозный, даровитый режиссер, которого упорно отказывалось замечать большое кино. Нет, он не был новичком в режиссуре, он снял до этого приличное количество фильмов, в том числе хороший фильм «Дуэль» и отличный «Шугарлендский экспресс», но это был не тот уровень, чтобы рвануться от земли на небеса. Это не были фильмы мечты, а после «Челюстей» Стивен будет снимать практически только фильмы родом из своих детских грез и фантазий. Роман Питера Бенчли стал для него первой ярко и живо написанной мечтой, которую он задумал воплотить во всю мощь имевшейся у него фантазии, и, конечно, средств. Бюджет в 7 млн. для 1975 года — это деньги огромные. Для сравнения — почти через 10 лет Кэмерон еле-еле выбьет для своего не менее амбициозного «Терминатора» 6.

    Сейчас такие деньги для фильма такого уровня кажутся смешными. А тем более для Спилберга, который теперь с легкостью расстается с 300-ми миллионами долларов, снимая свой очередной суперхит, но никогда ни Спилберг, ни его почитатели не забудут, что именно «Челюстями» он прогрыз себе дорогу к почетному званию «Король Голливуда» и сделал себя одним из самых выдающихся и успешных режиссеров современности.

    То, какую гамму чувств вызывает этот фильм — не поддается описанию. В фильм нет таких потрясающе красивых видов и романтической обстановки, которую создал в своей «Голубой бездне» Бессон, нет здесь и красивой фантастики с отпечатком ирреальности Кэмерона в его «Бездне», нет и всепоглощающей любви к морю и восхищения оным Жака Кусто. Но есть то, чего эти три мастодонта кино не смогли добиться своими фильмами — здесь царит неизвестность и опасность. Везде. В каждом кадре. Каждую секунду. Никакого расслабления, ни какой скуки, никаких пустых и ненужных диалогов. Представьте себе спортсмена, готовящегося к олимпийскому прыжку — каждый его мускул напряжен, а глаза смотрят в одну точку. Так и этот фильм — он весь — словно большой, напряженный комок нервов, свернутая пружина, готовая в любой момент выпрыгнуть из своего гнезда, натянутая струна, которая звенит от малейшего дуновения ветра, капелька пота, катящаяся по лбу и которую утереть нет сил — вот что такое «Челюсти». Это руки, вцепившиеся в подлокотники кресла, — не от страха, но от мастерски нагнетаемого напряжения, ожидания неминуемой опасности.

    Спилберг играет с чувствами зрителей, как с заводной игрушкой. Знаете, иногда дети так балуются — заводят игрушку, колесики ее крутятся, а малец прижмет игрушку к полу и смотрит, как колеса крутятся, силясь сдвинуться с места. Так вот, Спилберг заводит зрителя и прижимает его ладонью к креслу — зритель собирается, сжимается, — что-то будет, вот сейчас, сейчас, угроза… Бах! Сорвалось. Зритель облегченно вздыхает и тут-то Спилберг отпускает свою игрушку, и она неожиданно рвется вперед — пресловутое СТРАШНОЕ пугает меньше, чем ожидание СТРАШНОГО. И эту формулу не грех бы выучить современным режиссерам жанров «ужасы» и «триллер». Так умел делать Хичкок. Так умеет делать Спилберг. Шьямалан, АменабарШумахер, Верхувен и еще очень немногие. Большинство сразу подсовывают зрителю ожидаемое, не дав ему наиграться с собственным страхом, своими предположениями. Спилберг дает поиграть с самим собой вволю. Зритель успевает почувствовать все буквально на физическом уровне — старый трюк с конфетой работает. Ну, знает, если ворваться в банк в маске с конфетой в руках и заорать «Всех убью, суки, ограбление!», то многие услышат и лязг оружия, и холодный ствол, приложенный к затылку. Так и здесь. О том, что акула не настоящая и о том, что перед нами актеры — просто не думаешь. Буквально чувствуешь, как вода плещется совсем рядом, как воняет дохлая рыба, извлеченная из акулы, слышишь хруст перекусываемого позвоночника… Это все благодаря уникальной атмосфере, при которой в груди постоянно растет комок тревоги, и думаешь уже не о фильме, а о том, как сам поступил бы в такой ситуации. Такой перенос — редкое для триллеров искусство. Зритель — участник событий. В последние годы такого вообще не было. Даже нашумевший «Монстро» со своей дергающейся камерой не смог добиться большего эффекта присутствия, чем Спилберг в «Челюстях».

    Конечно, без музыки Уильямса фильм многое потерял бы. Она вытягивает те сцены, в которых нет ничего страшного и даже редкие минуты юмора в фильме окрашенные тревожной, натянутой, осторожной музыкой Уильямса, не расслабляют, а наоборот, готовят к чему-то действительно страшному.

    Во всем, что касается остального — это привычный мастер-класс от Спилберга, если не учитывать, что это его экспериментальный фильм, удивляться было бы нечему. Но как мог молодой режиссер так тонко прочувствовать и так показать людскую панику, как смог напугать людей, почти не показывая им свой главный «козырь» — это загадка. Яркое доказательство того, что и в мейнстриме встречаются гении.

    А ведь и правда, большую часть фильма нам практически не показывают ни крови, ни акулы, все сыграно исключительно на музыке и чувствах зрителей, и, удивительно, но при таком раскладе, даже байка, рассказанная одним из героев на лодке, пугает больше, чем все фильмы Ромеро, вместе взятые. Потому что Ромеро не сопротивляется зрителю, он дает жадной до крови толпе наесться мяса до отвала, а высший класс триллера — это именно тогда, когда не требуются тонны мяса, грима и галлоны крови, чтобы напугать, а достаточно взгляда, ноты, слова, одного взгляда камеры….

    Конечно, создавая своих механических монстров и тратясь на натурные съемки, Спилберг не мог взять в картину звезд, но это даже лучше — будущие его любимцы Харрисон Форд, Робин Уильямс или Дастин Хоффман порядочно отвлекали бы от действия, потому что слишком сильные актеры. В данном случае нужно было что попроще. Шнайдер, Шоу, молодой Ричард Дрейфусс — талантливые, но не слишком яркие актеры, попавшие в свои роли точно, но не делающие фильм «своим». И, если «Индиана» — это во многом фильм Форда, а «Капитан Крюк» — Уильямса, то такие ленты, как «Челюсти» или «Парк юрского периода» — не актерские, а целиком режиссерские проекты. Впрочем, повторяю, актеры показали высокий класс, и всем веришь без сомнений, — харизматичные, интересные характеры.

    «Челюсти» — фильм, безусловно, новаторский. «Челюсти» открыли новую волну в американском кино — они стали предвестниками и отправным шагом к большим преобразованиям и открытиям в американском кино, у руля которых встал сам Спилберг и другая не менее культовая фигура в кино — Джордж Лукас. С новаторством Спилберга не может сравниться даже его единственный на сегодняшний день достойный конкурент в мире мейнстрима — Джеймс Кэмерон. Он очень, очень хорош. Но он все равно будет только вторым. Стоит вспомнить, что «Челюсти» стали не только первым настоящим мегакассовым фильмом, само понимание слова блокбастер пришло в кино именно благодаря этому фильму. И, как и в те годы, до сегодняшнего дня Спилберг и еще немногие кинематографисты (Кэмерон, Лукас, Коппола, Верхувен и др.) — создатели настоящих блокбастеров, атмосферных, технически совершенных, но разумных, идейных и много говорящих, а не жалких обессмысленных поделок, которые пытаются выдавать за блокбастеры новомодные халтурщики и создатели кинокомиксов.

    «Челюсти» — фильм легендарный. Сколько потом появилось подражаний, продолжений и клонов — один безличнее другого — и не пересчитать! Этот фильм стал модой, явлением, образцом для подражаний, школой. Сейчас этот образцово-показательный триллер носит еще и учебный характер.

    «Челюсти» — фильм, который закрепил в сознании человека образ акулы, как хладнокровной убийцы, привел к резко отрицательному восприятию этих животных. После этого фильма акулы вызывают у людей страх, панику, отвращение. Это можно было бы причислить к недостаткам, если бы я не видел в этом невероятное мастерство режиссера — так настроить своим фильмом зрителя и так владеть умами людей! Сейчас этот фильм не потерял ничего. Он по-прежнему смотрится захватывающе, он по-прежнему лидер и эталон жанра, напоминание всем режиссерам, стремящимся снимать триллеры, живая классика, шедевр. Когда на вас захлопнутся челюсти первого спилберговского блокбастера, вырваться вы уже не сумеете!

    Посвящается актеру Рою Шайдеру, скончавшемуся 10.02.2008

    10 из 10

    20 февраля 2008 | 18:02

    Челюсти — эталонный образец по-настоящему качественного и интересного фильма про нападения акул. По сей день всякие авантюристы от кинематографа пытаются лепить с него клоны и подражания, но еще ни одному такому «шедевру» не удалось даже отдалённо подойти к столь захватывающему приключению, снятому Спилбергом.

    Итак, на побережье маленького рыбацкого городка повадилась заходить большая белая акула и кушать людей. Все «шишки» падают на голову молодого шерифа Мартина Броуди, котрый оказывается в тисках между напуганными жителями города и мэром, не желающим закрывать пляжи и терять выручку. После нескольких несчастных случаев шеф Броуди всё же уговаривает мэра подписать бумагу о выплате вознаграждения «заправскому рыболову» Квинту, который согласился отправиться на поиски акулы.

    Совершенно очевидно, что успех «Челюстей» (и вообще всех подобных фильмов на эту тему) строится не на спецэффектах, не на захватывающих трюках (которых, кстати, тут совсем немного) а на действительно увлекательном сюжете. Именно этого не хватает всяким «Глубоким синим морям», «Акулам» и прочей попсе, которая буквально похожа на нескончаемый аттракцион беготни, стрельбы, погонь и прочих выкрутасов. Герои «Челюстей» — реальные люди с их реальными проблемами, амбициямии и отлично прописанными характерами.. Здесь нет безумных серфингистов, каких-то водных лихачей-мотоциклистов, которые даже на грани смерти вытворяют «чудеса на виражах», нет военных, пытающихся «замять» дела автоматами и ракетами. Саму акулу здесь показывают всего в паре сцен, но её появление действительно вызывает шок.

    Сюжет о простых американских людях, которых играют талантливые актеры, облагораживает «Челюсти» и заставляет поверить, что такая история действительно может произойти. Отсюда и родилось мнение, что «Челюсти» — самый страшный фильм про нападение акулы. Это бессмертная классика, которая даже в своей глубокой старости будет смотреться гораздо интереснее, чем всяких хлам, который сегодня снимают исключительно ради 3D.

    10 из 10

    12 июля 2012 | 16:11

    Стивен Спилберг замечательный и талантливый режиссер, который снял много восхитительных и достойных фильмов. Данный его шедевр 1975 года имеет свою исключительность и этот фильм знают все. Не посмотреть данное кино, означает действительно потерять многое. «Челюсти» — приключенческий триллер с элементами ужасов, который в детстве покорил мое воображение и этот фильм мне казался восхитительным и потрясающим подарком западного кинематографа. Сейчас конечно это кино смотрится ни так зрелищно, и видны некоторые погрешности, но все равно истинный кинолюбитель даже сейчас спустя много лет посмотрит этот фильм и получит удовольствие от просмотра. В этом триллере все пугает: сюжет был интересный, и не банальный, музыка было зловещая и жуткая, ну а акула в воде вызывала страх и ужас. Мы видим, как на небольшом острове, в котором находится курортный город, происходят нападение акулы, и люди гибнут. Шерифу приходится заняться этим делом и отправиться с еще двумя героями в море, чтобы убить акулу людоеда…

    Сама акула в этом фильме вызывала страх, ужас и мрак, а музыка была идеально подобрана, и все было эффектно и страшно. Актерский состав был отличным. Рой Шайдер играл правдоподобно, и эта его роль моя любимая. Лоррэйн Гари неплохая актриса, и после этого фильма она мне тоже хорошо запомнилась. Героя, которого играл Роберт Шоу, мне было жаль больше всех. Бюджетом в 7 000 000 миллионов долларов получилось отличное и достойное кино на все времена, и после этого фильма любая акула у меня сразу ассоциировалась с этим приключенческим триллером. «Jaws» (челюсти) — сильное и достойное кино, которое уносит зрителя в жуткую историю, в которой человеку придется столкнуться с жестокими челюстями, которые скрываются под спокойной гладью морской воды…

    9 из 10

    25 декабря 2013 | 10:56

    «Челюсти» — успешное кино 70-х годов и у фильма был такой успех что фильм стал самым первым блокбастером. Я поклонник Стивена Спилберга, Спилберг гениальный режиссер и «челюсть» это только доказывает, фильм мне в детстве очень нравился, как и раньше как сейчас. У фильма хорошая атмосфера тревоги и саундтрек Джона Уильямса эту атмосферу и делает. Еще фильме играют хорошие актеры, сыграли они в фильме великолепно, особино актеры которые сыграли трое главных героев.

    «Челюсти» — это культовое кино, у фильма есть целых три продолжения, но каждая хуже другой, нет вторая часть неплоха сойдет на один просмотр, а третья и четвертая, в обще брет, там акулы могут рычать, издавать звуки и умеют плавать назад, хотя в реальности акулы физически это делать не могут. И в третьем и четвертом персонажи не так интересны как первых «Челюстях».

    Еще фильм породил кучу пародий и отсылок например: в мультсериале «Гриффины» есть отсылка к фильму, главный герой Питер купается в море и оказалось что в море обитает акула и Питер говорит — Что же делать, а буду действовать как девушка из фильма челюсти.

    Еще в начале фильма «Аэроплан» играет музыка из фильма и хвост самолета в облаках напоминает гребень акулы в воде.

    «Челюсти» был ужастиком для своего времени, но сейчас такие времена что многие классические ужастики уже так не пугают как раньше, фильм можно назвать приключенческим триллером. Но фильм пугает меня тем что фильме нет ни монстров, ни инопланетных тварей и мистической нечисти, фильме присутствует реальное чудище которое существует в нашем мире, акула! На протяжений миллион лет эволюции это существо могло изменится снаружи, но внутри не изменилось как была бесчувственная и кровожадная машина для убийств так и осталась. Она пугает тем что не задумывается над тем что делает, она просто поедает то что движется или у кого есть кровь.

    Фильм выдержал испытание временем и стал классикой жанра ужасов и триллера. Фильм шедевр и к нему тяжело придраться.

    10 из 10

    27 июня 2015 | 11:08

    Я считаю, что этот фильм если не лучший, то явно один из лучших фильмов об акулах. Мне этот фильм очень понравился. Но вам, наверное, интересно, почему?Ответ ниже.

    Сюжет. Здесь он присутствует, что весьма знаменательно для фильма ужасов. Он таков:на пляже рядом с городом Эмити происходит нападение акулы на девушку. Шеф полиции собирается закрыть пляжи, но мэр города ему такой возможности не даёт, ссылаясь на то, что им нужны «летние доллары». А между тем, количество жертв акулы увеличивается. Вот, собственно, сюжет. Мне он показался, как минимум, не плохим. Да и диалоги между героями сего творения вовсе не сводятся к одной теме. Это тоже важно. Плюс 3 балла.

    Акула. Она прорисована вполне неплохо. Я не увидел ошибок в её строении. Плюс 1 балл.

    Персонажи. Они здесь, конечно же не для массовки. У каждого из них свой характер, свой темперамент, свои вкусы и увлечения. К примеру, Мэтт Хупер, океанограф, обожает акул. Мартин Броуди ответственен за свои поступки. Рыбак Куинт груб и заносчив. Все они разные. Плюс 4 балла.

    Спецэффекты и атмосфера. Я решил их соединить, так как без спецэффектов не будет вообще никакой атмосферы. И то, и то в фильме присутствует. Атмосфера в фильме что надо. Она действительно создаёт ощущение тревоги и страха. И спецэффекты тут тоже неплохие для тех годов. Также, нагнетает обстановку ещё и музыка. Единственное, крови маловато. В других фильмах ужасов её побольше будет. Ну ладно, для тех годов это ещё нормально. Плюс 2 балла.

    Итог. В-общем, этот фильм получил свои три Оскара заслуженно. Он выделяется своей атмосферой, игрой актёров, сюжетом и конечно же, музыкой. Моя оценка:

    10 из 10

    14 апреля 2013 | 10:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ЧелюстиJaws1975
    2 Челюсти 2Jaws 21978
    3 Челюсти 3Jaws 3-D1983
    4 Челюсти 4: МестьJaws: The Revenge1987
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 468 руб.
    подробнее
    Записи в блогах

    В мире массовых зрелищ, когда новые фильмы появляются каждую неделю, один рекламный носитель вырывается вперед, превратившись со временем в форму искусства. Это история трейлеров фильмов. (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    125.Один домаHome Alone8.204
    126.Брат8.203
    127.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.202
    128.Звёздочки на землеTaare Zameen Par8.195
    129.Любовь и голуби8.193
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Джейсон БорнJason Bourne93.87%
    22.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.49%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.49%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.25%
    25.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War93.18%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Бумажные городаPaper Towns62
    УбийцаSicario85
    ШерлокSherlock505
    ЛайфLife8
    Экипаж49
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.300
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.998
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    Несносные ледиMother's Day7.055
    СомнияBefore I Wake6.733
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры