всё о любом фильме:

Челюсти

Jaws
год
страна
слоган«You'll never go in the water again!»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийПитер Бенчли, Карл Готтлиб
продюсерДэвид Браун, Ричард Д. Занук
операторБилл Батлер
композиторДжон Уильямс
художникДжо Элвс, Джон М. Двайер
монтажВерна Филдс
жанр триллер, приключения, ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  128.1 млн,    Великобритания  16.2 млн,    Бразилия  13 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время124 мин. / 02:04
Номинации (1):
Действие картины протекает в течение пяти дней — на острове Э́мити, где расположен небольшой курортный городок. В этом тихом и солнечном месте произошли ужасные трагические события, начало которым было положено ранним утром, когда шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник находят на берегу остатки тела девушки. Она стала первой жертвой огромной белой акулы, которая появилась у берегов Эмити…

С каждым днем число жертв кровожадной акулы продолжает увеличиваться. Сможет ли отважный охотник на акул, ветеран Второй мировой войны, рыбак Квинт на своём судне выловить и убить акулу-людоеда? В опасную морскую экспедицию вместе с ним отправляются Мартин Броуди и прибывший на остров эксперт из национального института океанографии Мэтт Хупер.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
65 + 1 = 66
9.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Питера Бенчли «Челюсти» (Jaws, 1974).
    • Старый дом Квинта для фильма был построен в пустынном месте острова Мартас-Винъярд, но муниципалитет острова настоял на том, чтобы после съемок команда разобрала и уничтожила строение, т. к. оно скорее напоминает свалку мусора, чем жилище.
    • После ошеломляющего успеха картины в прокате, кинокритики поспешили повесить все лавры на специалиста по монтажу Верну Филдс. 28-летнего Стивена Спилберга никто не принимал в расчет. Именно поэтому в последующих работах Стивен отказался от услуг госпожи Филдс.
    • Первый в истории проката фильм, сумевший покорить заветную 100-миллионную отметку. Всего же он сумел заработать около 260 миллионов в прокате США и 210 миллионов в общемировом прокате.
    • Первый в истории «летний блокбастер». Летом 1975 года было продано около 67 миллионов билетов.
    • Продюсеры картины решили избежать привлечения в проект суперзвезд, чтобы не отвлекать зрителей от сюжетного повествования и полностью сосредоточиться на акулах и их жертвах.
    • Впервые прослушав саундтрек к картине, написанный Джоном Уильямсом, Стивен Спилберг не смог сдержать смеха: «Джон, очень забавно. Мне любопытно, о чем же ты думал, когда сочинял музыку?». Впоследствии Стивен признал, что именно благодаря музыке Уильямса фильм стал таким успешным.
    • Любопытная ситуация сложилась на церемонии вручения Оскара в феврале 1976 года. Джон Уильямс в то время был дирижером оркестра на церемонии, и после того, как ему достался приз за лучший саундтрек, был вынужден сбегать на сцену за статуэткой, и потом вновь вернуться к исполнению своих обязанностей.
    • Съемочный процесс растянулся до 155 дней вместо изначально запланированных 52 суток.
    • Именно в «Челюстях» был впервые запатентован операторский приём, когда оптическим путем объекты на заднем плане приближаются, при этом все, что на ближнем плане, не меняется.
    • Сначала от роли Куинта отказались Ли Марвин и Джон Войт.
    • Роберт Шоу и Ричард Дрейфусс просто не могли переносить друг друга и часто ругались на площадке, так что сцены конфликтов между Хупером и Куинтом носят отчасти реальный оттенок.
    • Построенная механическая акула, когда ее привезли на остров Мартас-Винъярд и поместили в первый раз в воду, попросту утонула, так что команде техников пришлось в срочном порядке немного ее переделать.
    • В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней Хупером, операторы подводных съемок Рон и Валери Тейлоры использовали настоящую акулу. Но т. к. живая акула была гораздо меньше механической, была построена уменьшенная клетка, в которой находилась женщина очень низкого роста. И, кстати, в первоначальном варианте акула не должна была ломать клетку, но после того как настоящая рыба начала вламываться в клетку, и эти редкие кадры были сняты, был несколько переписан сценарий, а эти сцены вставлены в фильм.
    • На роль Мартина Броуди пробовался Чарлтон Хестон, а на роль Мэтта Хупера — Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс и Ян-Майкл Винсент.
    • Главный герой картины — шериф Мартин Броуди, как нам известно, не умеет плавать, что анекдотично перекликается с тем, что сам Спилберг панически боялся воды, снимая «Челюсти».
    • Для 70-х годов бюджет фильма был огромен, к тому же одна лишь напичканная электроникой акула-людоед обошлась в два миллиона.
    • Съемки проходили на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) около восточного побережья США (здесь расположены шесть небольших курортных городишек), некоторые сцены с настоящей акулой были сняты в Австралии в Сил-Рокс (штат Виктория), а подводные съемки — близ острова Санта-Каталина (штат Калифорния) на западном побережье США.
    • Рабочее название фильма — «Безмолвие в воде» (Stillness in the Water).
    • 3-6 июня 2005 года на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) был проведен фестиваль «JAWSFest-2005», посвященный 30-й годовщине создания классического фильма ужасов «Челюсти».
    • Бестселлер Питера Бенчли и фильм Стивена Спилберга использовал заимствования из следующих источников: романа Германа Мелвилла «Моби Дик»; пьесы Ибсена «Враг народа»; документального фильма «Голубая вода, белая смерть» (1971) об экспедициях аквалангиста Питера Гимбла; научной книги Питера Мэттисена «Голубой меридиан: Поиск большой белой акулы»; двух классических американских фильмов ужасов 50-х годов: «Создание из Черной лагуны» (1954) и «Монстр, который бросил вызов миру» (1957); реальной истории, произошедшей летом 1916 года в Нью-Джерси, когда в течение двух недель в результате нападения акулы погибли пять человек.
    • Актриса Ли Фьерро, в фильме мать погибшего мальчика Алекса Кинтнера, никак не могла сымитировать пощечину Мартину Броуди в одной из сцен, так что актер Рой Шайдер несколько раз в дублях получил от нее вполне ощутимые удары по лицу.
    • Позднее продюсеры признавались, что если бы они раньше знали, сколько проблем будет во время производства картины, они никогда не взялись бы за этот фильм.
    • Эта картина принесла прибыль не только ее создателям, но и острову Мартас-Винъярд, т. к. число туристов за сезон до 1975 года там составлял около 5 тысяч человек, а после выхода фильма на экраны — в три раза больше.
    • Команда, создавшая макет механической акулы, назвала ее «Брюс» — по имени адвоката Стивена Спилберга.
    • В эпизодических ролях снялся Стивен Спилберг (в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете) и Питер Бенчли (телерепортер, ведущий репортаж об акуле на Эмити).
    • Убитую акулу, якобы и бывшей людоедом, на самом деле выловили и привезли из Флориды, т. к. около Мартас-Винъярд таких больших экземпляров не встречается.
    • В массовой сцене паники на пляже в качестве статистов, которые должны были кричать и натыкаться друг на друга, за 64 доллара были наняты жители острова Мартас-Винъярд.
    • Стивен Спилберг в роли Квинта хотел видеть сначала Ли Марвина, а затем Стерлинга Хэйдена. Однако у последнего были проблемы с налоговой службой. Кроме того, продюсерам показалась рискованной схема оплаты его актерского труда, по которой он, с одной стороны, должен был получить гонорар за съемки в фильме (облагаемый налогом), а с другой, студия за большую сумму должна была выкупить у Хэйдена его литературный материал для нового фильма (актер был еще писателем), а эта статья дохода налогом не облагалась. По причине всех этих шероховатостей, в конечном счете, сделка с Хэйденом не состоялась, и вместо него в роли Квинта снялся Роберт Шоу. Но по иронии судьбы у Роберта Шоу также имелись неприятности с налоговой службой, так что сразу же после съемок он вынужден был бежать из США.
    • Работа над фильмом продолжалась с февраля 1974-го по апрель 1975 года. Съемки проводились со 2 мая по 15 сентября 1974 года, с октября по декабрь — некоторые дополнительные съемки, а остальное время — монтаж и подготовка к премьере.
    • Звучащий в картине из уст рыбака Квинта рассказ о трагической судьбе команды военного корабля «Индианаполис» (из более тысячи людей, спасшихся после гибели судна 30 июля 1945 года, в живых остались всего 316: остальные были съедены акулами) был написан Ховардом Сэклером, Джоном Милиусом и Робертом Шоу.
    • Телеверсия 2005 года имеет хронометраж 130 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой погибает персонаж Джеффри Вурхиса, была настолько жуткой, что ее пришлось вырезать из финальной версии. Таким образом, фильм смог получит рейтинг PG.
    • Согласно первоначальному сценарию, Квинт должен был утонуть. Веревка от гарпуна цеплялась за ногу, и акула тащила его в морские глубины, где Квинт и принимал свою смерть. Тем не менее, по ходу съемок было решено, что Квинт должен быть съеден акулой.
    • Герой Мэтт Хупер по первоначальной задумке должен был погибнуть в клетке при нападении на нее акулы.
    • Имя Квинт по-латыни означает «пятый», что соответствует пятой человеческой жертве акулы-людоеда в фильме. А название его судна «ORCA» соответствует народному названию касатки — кита-убийцы, извечному врагу акул.
    • Было снято два варианта концовки этого фильма — когда акуле разрывает голову, и когда она погибает от потери крови из-за многочисленных гарпунов. Стивен Спилберг стоял за первый вариант, Питер Бенчли — за второй, из-за чего у них было немало разногласий по этому по поводу. Но зритель на премьере «узаконил» именно первый вариант смерти людоеда.
    • Стивен Спилберг не явился в режиссёрское кресло, когда шла съёмка последней сцены фильма, где акула взрывается — он был уверен, что съёмочная группа сговорилась и планирует бросить его в воду после команды «снято». С тех пор Спилберг завёл традицию не приходить на съёмки финальной сцены каждого фильма, который он режиссирует.
    • еще 35 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Молодой Стивен Спилберг, которому исполнилось только 27 лет, уже успел получить известность как режиссёр потрясающей телевизионной картины «Дуэль». Он полностью оправдал надежды, которые возлагали зрители и критики на его первую работу в «большом кинематографе» — ленту «Шугарлендский экспресс». Продюсеры Дэвид Браун и Ричард Д. Занук решили доверить Спилбергу более внушительный бюджет (называются цифры от семи до двенадцати миллионов — то есть по состоянию на 2008 год это могло бы составить от двадцати четырёх до сорока с лишним миллионов долларов). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1147 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Еще в 70-е (не говоря уже о 50-х и ранее) спецэффекты на экране мало впечатляли. Монстры были сделаны вручную, каркасы разукрашены, управлялись незатейливыми механизмами, а кое-где и вовсе люди бегали туда-сюда в хэллоуиновских костюмах. Это бросалось в глаза, в зависимости от бюджета, в больше или меньшей степени, но одомашненной была такая редкая, неуловимая и непонятная для нынешних киношников вещь, как саспенс. А саспенс в обнимку с типичными для 20 века незамысловатыми сюжетами и тревожной музычкой компоузеров, которые теперь уже не сочиняют из-за Паркинсона и Альцгеймера, под мудрым руководством, например, Бороды, порой давал такой такой эффект, что было и впрямь жутковато. Если фильм был особо хорош, то жутковато даже за себя, а так — за героев, которые нравились. К этому располагал и сценарий, и актеры, и щедрые куски эфира на каждого перса — темп повествований был значительно ниже, за что такие тугодумы, как я, до сих пор благодарны. Поскольку ныне — сплошь видеоклипы. А я брюзжу и сокрушаюсь, как мой дедушка, вспоминая брежневские времена, потому что, во-первых, люблю побрюзжать, а во-вторых, минуты две назад закончила смотреть один из лучших фильмов Бороды — «Челюсти» 75-ого.

    В детстве я его, конечно же, смотрела, но в память врезался лишь общий инстинктивный страх перед водой и мощный вид акульей морды с женщиной в зубах, которая в оригинальной части вообще не мелькала. А мелькали типичные гуд-гаи — шериф, океанолог и пират-охотник на акул vs. продажный мэр в окружении скулящей от страха толпищи пляжников-туристов. Акулу во всей ее красе 2/3 фильма мне сулили исключительно намеками, но намеками настолько мрачными-зловещими, что стоило ребенку или старичку войти в водичку по колено, как я уже во всю была в испарине. Вот она, сила саспенса, который параллельно с трепыхавшимися ножками плавцов (грамотно снятыми снизу), успешно нагнетался подборкой иллюстраций из учебников про тигровых и белых, а также очень эмоциональными историями из уст пострадавших. Особенно запомнился душевный, будоражащий рассказ охотника про «Индианаполис». Я его слышала раньше по Дискавери, но тут, в полутьме, на воде, в ожидании 3-тонной хищницы он прозвучал куда внушительней, а ведь рассказан был сугубо на словах — ни рисунка, ни флэшбека, ни порванной сцены.

    Фильм Бороды нетороплив. Для сегодняшнего зрителя — медлителен и нуден, но ровно для того, чтоб мы успели надышаться прибрежным воздухом, проникнуться истерикой и паникой, а я — попутно насмотреться на забавные одежки и прически тех времен. Финал шикарен, особенно клетка и участь охотника. Судьба пирата, безусловно, по законам жанра и клише, была заранее известна, еще раз отослав меня к сердечной драме с Элли Глинном; а Шайдер на дрейфующих обломках — к ехидному сравнению с недавней «Заклинательницей» Холли Берри. Про «Пираний» Ажа я вообще промолчу. Борода — молодец. В свое время, как я понимаю, разорил немало курортных поселков, перепугал охочих до загара и волны отпускников, которые после его «Челюстей» и в ванне-то боялись мыться, а меня сегодня вечером заставил отказаться от соли и всякой прочей хрени, создающей пену на поверхности воды. Поскольку видеть донышко всегда приятнее. Хотя я вру — от соли меня когда-то отучил еще Уэс Крейвен — пресловутой сценой в ванне, когда пальцы Крюгера всплывали у коленок Нэнси Томпсон. Всем удачного заплыва.

    24 марта 2013 | 02:37

    Летом 1975-го года, вышла картина, которая открыла понятие слова летний блокбастер. И называлась эта картина — «Челюсти». Режиссер Стивен Спилберг снял до селе невиданное зрелище, имея при себе не очень убедительный реквизит в видел резиновой акулы сделанной в Китае. Кстати, я не просто так вспомнил о происхождении этого резинового монстра — поговаривают, что в одной из сцен фильма, если нажать на паузу, то можно увидеть на акуле надпись — сделано в Китае. Если честно, мне обнаружить это так и не удалось. А еще, говорили, что можно заметить, как при поедании людей, у нашего легендарного монстра гнутся резиновые зубы — тоже мне заметить не удалось, а может просто я всегда при просмотре этого шедевра, полностью ухожу в водоворот действия, не замечая мелкие детали. Что бы ни говорили, а акула у Стивена вышла просто потрясающе устрашающей. И я думаю секрет ее превосходства состоит именно в подаче — режиссер не часто нас балует ее появлением на экране, но когда это происходит — выглядит очень натуралистично и эффектно.

    Вернусь к открытию летнего сезона блокбастеров картиной «Челюстей» — это абсолютная правда, до появление этой картины, не было такого понятие — сезон летних блокбастеров. Результаты «Челюстей» были столь ошеломляющими, что 1975 года стал точкой отсчета ежегодных блокбастерных проектов знаменитых и не очень режиссеров. После «Челюстей» в Голливуде каждое лето стартовали картины, снятые в зрелищном и развлекательном ключе, бюджеты которых вырастали с каждым разом все больше, в надежде собрать у своих экранах и взрослых, и отдыхающих на каникулах детей. И очень много картин стартовавших в летних сезонах и по сей день, блещут великолепными кассовыми результатами, некоторые становятся культовыми в своих жанрах, а некоторые забываются на следующий же день — но факт остается фактом — начало всего этого лежало именно в картине «Челюсти», которая может похвастаться и великолепным визуальным рядом, и потрясающей атмосферой, и даже во многом глубоким сюжетом — и это, представьте в жанре фильма ужасов!

    Но как говорится, талантливому мастеру все ни почем. Да, я считаю Спилберга одним из лучших режиссеров Голливуда. Не каждый может снять фильм ужасов с резиновой акулой, имеющий в своем активе и натурализм происходящего, и четкий психологический фактор, и, в конце концов глубокий философский смысл. Кстати, концовку картины «Челюсти», по увлекательности я бы сравнил с рассказом замечательного писателя Хемингуэйя — «Старик и море». Я давно читал этот рассказ, но до сих пор помню, с какой страстью пытался поймать старик большую рыбу, которая до конца боролась за свою жизнь. Проведя много внутренних анализов в собственной душе и не отступая от намеченного, старик все таки приволок рыбку к берегам своих душевных и физических владений, но что осталось от рыбы? Рассказ буквально приковал меня к креслу и не отпустил пока я его не дочитал. Тоже и в «Челюстях», правда немного в другом ключе, финальные сцены в лодке, наглядно показывают нам не просто очередную заварушку по поимке акулы-людоеда, а настоящую битву за выживание живых существ. В первом случае это люди, пытающиеся поймать акулу ради спокойствия местных жителей, нарушенное ее нападением на людей. А во-втором случае — это акула, нападающая на людей, чтобы выжить. Да, она акула-людоед огромных размеров, но зато она ужасно умная и расчетливая, она идеальная убийца заставляющая себя бояться, ненавидеть и как ни странно уважать. Отсюда и поимка ее будет не простой, каждая мелочь важна и любой просчет, может стоить жизни.

    Стоит ли рассказывать детально о потрясающем действии в данной картине? Безусловно, да! С минимум эффектов, декораций и финансовых возможностях — Спилберг снял еще и просто потрясающей динамики фильм. Во-первых эта динамика проглядывается и в нападениях акулы, и и взятых с ней ракурсов, и абсолютно грамотное ее появление в нужных местах, я уже и не говорю о реалистичном проглатывании данным монстром человека. Это тот случай, когда самое ужасное, выглядит на экране просто превосходно и прекрасно — я смакую абсолютно каждую сцену этой картины. Что уже говорить о натуралистично обглоданных частей тел и огромные фонтаны крови — опять таки, хочу предупредить тех, кто картину еще не видел — в фильме не так уж и много акульих нападений, он в основном держит в неведении монстра, но когда все таки монстр выходит на арену — это бывает настоящее пиршество всех прелестей данного жанра! Но самый апогей картины приходится на ее финал. Да, я уже о нем немного писал выше, но хочу заметить, что финальная поимка по-динамике и проработанности сценарных деталей, вплоть до опреаторской съемки — высше всяких похвал — это одно из самых впечатляющих зрелищ в кинематографе!

    Ну и немного об актерах. Тут я хотел бы выделить главный дуэт картины — это Роба Шнайдера и Ричарда Дрейфуса. Забудьте о нынешних «звезд» в жанре фильм ужасов, где их профессиональное мастерство ограничивается лишь звонкими криками, сиськами, остроумными и зачастую тупыми шутками и общей тупостью и бездарностью. Забудьте о том, что существует ныне модный формат 3D, который выглядит отчаянной попыткой завлечь побольше зрителей в кинотеатр, и который с каждым разом все больше преобладает над сюжетом, актерами и всеми другими аспектами — главное, чтобы с экрана что нибудь выскакивало — забудьте! В картине «Челюсти» проживают — заметьте, я не написал играют — проживают свои роли очень талантливые и интересные актеры. У них не накачены тела, не покрашены волосы, да и сиськи у жены главного героя как то не рвутся вылезти из купальника — они по-настоящему раскрывают свои образы, показывая все нужные фильму оттенки — боль, страх, переживание за своих близких, борьба с самим собой и в конце концов борьба с тем, кто угрожает, страшит, кто не дает тебе покоя. Кстати, о сиськах я немного слукавил — вначале картины нам таки показывают голую девушку идущую купаться в ночном море — но представлено это ни как самоцель, а как необходимый элемент для сюжета, и замечательно, что этот элемент может выглядеть сексуально, но тут все к месту и имеет логику, чего не скажешь о нынешних фильмов в подобном жанре…

    P,S. Великий, не побоюсь этого слова фильм «Челюсти», великого режиссера всех времен и народов Стивена Спилберга. Который доказал, что ему подвластен любой жанр. Который снял превосходную картину, с минимум бюджета и с резиновой акулой сделанной в Китае! Шедевр, который в своем жанре и по сей день никто не может превзойти — превосходно!

    10 из 10

    23 сентября 2010 | 16:44

    Фильм «Челюсти» — лучший фильм ужасов снятый про акул. Более того фильм стал классикой, и является последующих в дальнейшем картин о нападении на человека: крокодилов, змей, осьминогов, варанов, пираний, муравьёв и т. д. Также «Челюсти» — это первый фильм, который собрал в прокате более 100 000 000$, превысив, по тем временам огромную сумму от сборов, эту цифру почти в 5 раз!

    Стивен Спилберг этим фильмом доказал всем, что он талантливейший режиссёр, и обеспечил себе репутацию культового режиссёра фильмов ужаса. В основном благодаря ему фильм получился таким, каким мы можем его видеть сейчас.

    Фильм «Челюсти» держит в напряжении все полтора часа просмотра, нагнетая обстановку всё сильней до самой развязки, поражая зрителей кровавыми сценами нападения акулы. Последняя сцена так и не дала окончательного ответа — мертва акула или нет, это дало возможность снять продолжение фильма, которое получилась намного хуже первой части, да и не могло быть лучше.

    Подведя итог, могу лишь сказать, что «Челюсти» — выдающийся фильм, а Спилберг великий режиссёр!

    12 декабря 2009 | 22:32

    - Сначала я сделаю несколько снимков. Потом попытаюсь ее убить.
    - Чем, позвольте узнать?
    - Вот этим, — Хупер поднял трость.
    - Отличная мысль, — ехидно хмыкнул Куинт. — Если ваш прутик не сработает, тогда хоть защекочете ее до смерти.


    Первым делом, когда у меня появился интернет, я стала искать фильмы, которые так полюбились мне в детстве. Правда, хватило меня ненадолго, поскольку я быстро разочаровалась — многие из картин уже не впечатляли как раньше. До фильма «Челюсти» я добралась лишь 15 лет спустя после своего первого просмотра и почти 40 лет после его выхода на большие экраны.… Но как оказалось даже через 40 лет он так же захватывает внимание и не отпускает до самого конца!

    Чем это объяснить? Не иначе как мастерством мистера Спилберга. Посудите сами, довольно простой сюжет, незамысловатая, но достойная игра актеров, механическая акула, которая, конечно, хороша, но на одной акуле весь фильм не вывезешь, и запоминающаяся музыкальная тема Джона Уильямса, как говорится, на века. Вроде бы ничего такого, но Спилберг знал, как смешать «ингредиенты», чтобы получился триллер, который смотрится на одном дыхании даже сейчас.

    23 августа 2014 | 20:16

    Страх и любопытство — эти две, казалось бы, взаимоисключающие составляющие природы человека, постоянно борясь друг с другом, тем не менее каким-то непостижимым образом уживаются вместе… Людей всегда притягивает то, что их пугает… Странное противоречие человеческой сущности, которое кинематографисты с давних пор нещадно эксплуатируют… Да, зрителю нравится щекотать себе нервы различными страшилками: кто-то «неравнодушен» к бессменным «героям» современных хорроров — мёртвым мальчикам и девочкам, кто-то предпочитает «взрослых» призраков и приведений, кому-то больше по душе пугаться при виде каких-либо порождений ада и прочей нечисти… Но, на мой скромный взгляд, наиболее убедительно то, что наиболее приближено к реальности… Например, акулы. Совершенные убийцы, не знающие пощады.

    В итоге, благодаря зрительской любви бояться, качественные хорроры всегда были, есть и будут востребованы и популярны. Вся беда в том, что в большинстве кинопродуктов данного жанра о качестве речь вообще не идёт. Возвращаясь же к акулам, стоит отметить, что за последние несколько десятилетий было снято великое множество кинолент самой разной степени паршивости: от просто плохих до совершенно неудобоваримых. Действительно же стоящих «акульих хорроров» крайне мало — наверно, хватит пальцев одной руки, чтобы таковые пересчитать. Спилберговские «Челюсти» — не просто один из них, этот фильм, на мой взгляд, является лучшим и единственным в своём роде. Эта, во всем смыслах, культовая, картина по сей день остаётся непревзойдённой, а ведь ей уже 35 лет!

    Вдумайтесь только — 35! Что за это время произошло в мировом кинематографе? Появились огромные бюджеты, суперсовременные технологии, высокопроизводительные компьютерные системы, позволяющие создавать невероятные, невиданные ранее спецэффекты, «рисовать» всё, что душе угодно, — реализм в кино в наши дни практически не знает границ! Но реализм этот всё же искусственный — зритель знает это, а потому не верит, смотрит, наслаждается, может даже, восхищается, но не верит и не относится серьёзно к тому, что происходит на экране.

    Тогда же, в далёкие 70-е режиссёры использовали те методы, приёмы и технические возможности, которые были доступны и снимали «настоящие, живые» картины, вызывавшие и продолжающие вызывать неподдельные и искренние эмоции при просмотре. Как следствие, первые «Челюсти» — по-прежнему являются лучшими…

    Спилбергу удалось сделать невероятно реалистичное кино, не прибегая к искусственному, точнее, сведя его использование к абсолютному минимуму. Спилбергу удалось снять кино, навсегда вписавшее себя в историю мирового кинематографа. Таких больше не было и, скорее всего, не будет. Спилбергу удалось снять картину, на долгие десятилетия ставшую ориентиром и примером для других режиссёров.

    После просмотра таких фильмов, как «Челюсти» радуешься, что на дворе сейчас зима, и на море ты пока не собираешься… Ну а в современную Мекку акул, Египет, ехать и вовсе расхотелось.

    10 из 10

    18 января 2011 | 12:18

    «Челюсти» — яркий пример тех старых фильмов, для которых не существует временных рамок. 30 лет назад он выгнал американцев из воды. И если сегодня показать его детворе, то при следующей поездке на море они уже будут заходить в воду с весьма занятным чувством — когда знаешь, что ничего с тобой не случится, но воображение все равно рисует серый плавник режущий воду.

    Боязнь быть съеденым акулой также глубоко укоренилась в сознании людей, как и страх пауков, змей и прочих симпатяг животного мира. Это инстинкт. Однако, если ядовитую букашку можно раздавить башмаком или просто дать деру, то страх перед акулой становится по-настоящему животным. Каждый, кто заходит в воду вторгается в их мир, где они эволюционировали сотни миллионов лет, руководствуясь лишь одной целью — выжить. И они в этом весьма преуспели. В доказательство этому, суперкар и танк в одном лице от матушки природы — большая белая акула. Насколько смертельна, настолько прекрасна.

    Все это понимали Бенчли и Спилберг, когда явили зрителю «Челюсти». Совершенно точно режиссер давит не на глаза зрителя, а на темные глубины подсознания, где у каждого найдется место для большой серой тени, неуловимо скользящей под гладью воды. А композитор ему очень умело помогает. Так умело, что мелодия из фильма уже живет сама по себе. Именно поэтому из всех вышедших на сегодня худ. фильмов о акулах, этот без труда удерживает пальму первенства. Никаких сумасшедших ученых, проводящих идиотские эксперименты, никаких предысторий, объяснений. Она просто появляется и наводит ужас, неся в своих челюстях наши первобытные страхи.

    А поскольку, это не документалка НГО, а художественный фильм, то требуется главный герой. Таковым назначен шеф полиции Мартин Броди. Подтянув акулью грамоту посредством красочных иллюстраций из книжек, он быстрее других смекает, чем грозит новая гостья в прибрежных водах курортного Эмити. Организовав отряд смельчаков, состоящий из себя, ученого-океанографа Хупера и старого морского волка Квинта они отправляются на самую известную морскую рыбалку в истории кино. Правда, вскоре становится очевидно, что то ли лодка маловата, то ли акула совсем неприличных размеров. Вот тут и начинается такой морской бой, что всякие кракены и прочие головоногие могут лишь взгрустнуть на дне морском.

    Рой Шайдер был просто великолепен. Он никогда не значился в звездах категории А, но наверно, в том есть справедливость, что именно ему выпало сыграть шефа Броди и войти в историю вместе с фильмом. Его прощальное акуле: «Smile you son of a BITCH!», и последовавший за этим дикий восторг до сих пор мне памятен.

    В техническом плане, фильм можно назвать первопроходцем. Акула Брюс, вымотала немало нервов группе, да к тому же оказалась прожорлива и в финансовом смысле. Но в награду, даже сегодня её кукольность берет верх над компьютерными товарками из других фильмов. Эпизод, когда Мартин сидя на пляже, становится свидетелем нападения был и остается нереально атмосферным — техника приближения фона при статичном переднем плане была новаторской для того времени.

    «Челюсти», как история бесподобна. Но в конце, все же стоит упомянуть о печальном наследии этого легендарного фильма. Истребление такого грандиозного морского хищника как большая белая, стало чуть ли не престижным делом после просмотра зрителями ленты Спилберга. Незнание повлекло за собой ненависть. А ведь у вас в 30 раз выше шанс быть убитым молнией, нежели акулой.

    Важно не быть невеждами и понимать «Челюсти» правильно — это в первую очередь художественное произведение. Захватывающее, мастерски показанное, но нереальное. Брюса создали люди, не забывайте.

    10 из 10

    12 января 2010 | 20:47

    В карьере Стивена Спилберга «Челюсти» стоят особняком, да и не только в его. Для каждого человека, будь то киноман или обычный зритель — психотриллер про акулу-людоеда занимает особое место в сердце. Фильм настолько культовый и великий, насколько это вообще возможно. Перечисление его достоинств и регалий займет уйму времени, достаточно сказать, что он породил понятие «сезон летних блокбастеров», а также первым из фильмов в истории кино преодолел планку в 100 млн.$ кассовых сборов. Однако, это лишь сухие цифры и факты, гораздо важнее то, что из, казалось бы, простой истории мы получили абсолютно знаковое кино своей эпохи, потрясающе снятое и разыгранное.

    Даже несмотря на то, что я увидел и оценил фильм Спилберга более 15 лет назад — впечатления от первого просмотра я сохранил, и помню даже сегодня. Эмоции свежи, будто это случилось ещё совсем недавно. И, что поражает больше всего, каждый последующий просмотр «Челюстей» приносил с собой всё теже острые ощущения и соответствующий эмоциональный окрас.

    Наверное не осталось человека в мире не знакомого, хотя бы отдалено, с синопсисом шедевра Стивена Спилберга. Взяв за основу простую историю о том, как у берегов курортного городка появилась огромная акула-убийца, которая устроила себе пир, а отдыхавшим кровавые каникулы — режиссер снял настолько завораживающий своим саспенсом триллер, что напряжение при просмотре сохраняется даже на»… дцатый» просмотр.

    История под названием «Челюсти» изменила мир кино. в 1975 году Стивен Спилберг оказался первопроходцем, который породил множество подражателей. Его режиссура строилась на тонкой игре на человеческих первобытных страхах перед лицом живой природы. Используя отточенные кинематографом приемы пугания, открытые ещё великим Альфредом Хичкоком, Спилберг порой доводит своего зрителя до изнеможения. В этом и заключается особая ценность его картины. Также он не упустил возможности показать всю сущность американского общества потребления и капитализма, выразив её в образе мэра курортного городка — для которого человеческие жертвы не имеют особого значения, когда на носу самый пик купального сезона.

    Успеха «Челюстей» не было бы, если бы не потрясающие актерские работы Роя Шайдера, Ричарда Дрейфуса и Роберта Шо. Взяв на главные роли тогда ещё малоизвестных актеров, режиссер попал в самую точку. Все они блистательно выполнили свою работу, создав три потрясающих кинообраза.

    Не имея в своём распоряжении продвинутых компьютерных технологий, авторы сделали настолько достоверный макет акулы, что он смотрися крайне убедительно и сегодня. Следует непременно отметить тот факт, что сама «главная героиня» фильма появляется в объективах кинокамер только ближе ко второй половине. До этого Спилберг виртуознейшим образом играет на нервах, нагнетая страх и напряжение «неизвестностью», манерой съёмок, ракурсом операторской работы, монтажом и, конечно, легендарной музыкальной темой его постоянного соратника-композитора Джона Уильямса. Последний к слову создал простую, но действенную, как стрела партитуру. Идеальный пример, доказывающий известную аксиому, что «всё гениальное — просто». Пожалуй, один из самых цитируемых и известных саундтреков в истории кино.

    «Челюсти», ставшие безусловной легендой мирового кино, представляют из себя успех абсолютно на всех уровнях восприятия. Стивен Спилберг снял, поражающий своим напряжением атмосферный триллер, являющийся одной из лучших жанровых картин в истории кино. Фильм не только «зажег» звёздные карьеры многим своим создателям, во главе с режиссером, но и отбил на долгое время многим, из посмотревших его зрителей, желание заходить в воду. Картина до сих пор пугает своей неповторимой атмосферой постоянной угрозы и уникальным темпом повествования. Великое и великолепное кино, не утратившее свою силу и убедительность.

    10 из 10

    24 июля 2009 | 15:13

    В маленьком, курортном, материально зависимом от потока туристов городке случается страшное происшествие — ночную купальщицу буквально разрывает на части огромная акула. Начальник местной полиции Броди, совсем недавно прибывший в город и ещё не до конца разбирающийся в нюансах городской политики, решает закрыть пляжи, как потенциально опасные места. Однако он натыкается на активное противодействие со стороны мэра, не желающего терять верную прибыль. А акула меж тем продолжает угрожать отдыхающим.

    Ох и хитрец же этот ваш Стивен Спилберг, нахрапом убедивший продюсеров выделить ему гигантские по тем временам деньги на съёмки картины, да ещё и придумавший выпустить её в потенциально не кассовый летний сезон. Помимо того, что он гениально сыграл на подспудном желании отдыхающих людей чуть-чуть пощекотать себе нервы, так ещё и скомпоновал свою картину «Челюсти» таким образом, что никак иначе кроме как «и нашим, и вашим» её не назовёшь.

    Судите сами: первая половина фильма выдержана на тонкой грани между фильмом ужасов, атмосферным триллером и социальной драмой. В этой части ленты всё сделано очень изящно: акулу нам не показывают, за счёт чего достигается эффект мрачного предчувствия неотвратимой и неопознанной беды, которую ярко оттеняют безмятежные виды залитых солнцем песчаных пляжей. Тут же перед нами разворачивается и социальный конфликт между начальником полиции и заинтересованными в притоке туристов бизнесменами во главе с мэром. Всё это заканчивается, когда Броди вместе с матёрым моряком Квинтом и опытным океанологом Хупером садятся в лодку и выходят в открытое море. С этого момента «Челюсти» стремительно скатываются в пучину довольно однообразного и скучного боевика с акулой во главе, которая будучи материализованной, уже не производит столь мощного впечатления. И если первая часть фильма это что-то очень близкое к моему субъективному идеалу, то вторая часть наверняка очень нравится любителям драйва и экшна, которые лично на меня зачастую навевают только скуку.

    Однако, в целом, лента «Челюсти» мне понравилась. Причин тому три: во-первых, вышеупомянутая атмосфера страха и предчувствия в первой половине фильма. Во-вторых, шикарно придуманные и воплощённые на экране образы, особенно, это касается задиристо-смешливого океанолога Хупера и неистово-харизматичного моряка Квинта, а также всех сцен с их словесными пикировками. Главный герой, шеф полиции Броди, тоже был неплох. Третья причина: шикарная музыка, написанная Джоном Уильямсом, получившим за этот саундтрек Оскар.

    Безусловно, фильм «Челюсти» вписан большими буквами в великую книгу истории кино, причём сразу по нескольким позициям: и как первая картина покорившая планку в 100 миллионов долларов кассовых сборов, и как первый настоящий «летний блокбастер», и как первая популярная картина живого классика Стивена Спилберга. Плюс ко всему, это ещё и весьма неплохой триллер, особенно в первой его половине.

    8 из 10

    7 июля 2015 | 16:18

    Несомненно, Стивен Спилберг — один из лучших режиссёров мирового кинематографа за всю его историю и нынешнее существование. Однако до 1975 года он был молодым малоизвестным постановщиком, практиковавшимся, в основном, на сериалах (именно он снял одну из серий про лейтенанта Коломбо). Но в этот год Спилберг сделал настоящий профессиональный скачок. Сделал постановку одного из самых ужасающих фильмов в мире.

    Несмотря на трёх основных героев картины — шерифа (Рой Шайдер), «живописного» морского охотника (Роберт Шоу, один из звёздных героев «Аферы» Джорджа Роя Хилла) и разговорчивого исследователя (Ричард Дрейфусс), главной «героиней» всё же остаётся механическая акула. Именно её панически боятся жители курортного местечка, именно она задаёт тон всей картине — кого сожрёт?! (а кого — нет), сможет ли потопить лодку с тремя мужиками на борту… или они её изведут и прикончат?

    Подводные кадры были классно засняты и смонтированы. Очень понравился мне в этой картине молодой Ричард Дрейфусс, который трещал без умолку. С его участием я очень давно смотрел «Близкие контакты третьей степени» всё того же Спилберга, но образа актёра я, к сожалению, уже не помню. Поэтому талант Дрейфусса открылся для меня по-новому. Кроме того, нельзя не отметить многообразие музыкального сопровождения в картине. Ужас в кадре, кадр весёлый или грустный — к каждому из них свой музыкальный оттенок. Отличная работа композитора, отмеченная заслуженным Оскаром.

    Можно сказать, что Челюсти« стали настоящим прорывом в своём жанре. Это потом были «Подъём с глубины», «Пираньи» и т. д. Однако фильм Спилберга был первым и образцовым.

    10 из 10

    21 октября 2011 | 11:10

    На американском пляже заводится акула, поедающая туристов. Так начинается фильм «Челюсти», самый известный фильм про акул, породивший бесчисленное количество продолжений и подражаний.

    Основные плюсы фильма — это великолепная музыка, играющая при приближении акулы, ставшая известной повсеместно, и выдающийся монтаж Верны Фильдс, оценённый «Оскаром».

    Фильм «Челюсти» послужил причиной для массового истребления акул. Создатели признавались, что если бы они это знали, они бы ни за что не сняли фильм.

    8 из 10

    1 августа 2011 | 10:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ЧелюстиJaws1975
    2 Челюсти 2Jaws 21978
    3 Челюсти 3Jaws 3-D1983
    4 Челюсти 4: МестьJaws: The Revenge1987
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 468 руб.
    подробнее

    Новости


    Джулианна Мур отказалась от драмы «Сможешь ли ты когда-нибудь простить меня?». Хью Джекман выбыл из «Побочной красоты» из-за обязательств перед «Росомахой». Брат Пола Уокера, Коуди, получил первую крупную роль в кино. Кэтрин Хардвик возьмется за адаптацию подросткового романа, а Мартин Кэмпбелл поставит экшн-триллер с Джеки Чаном. Подробности — в дайджесте КиноПоиска(...)
     
    все новости

    Интервью


    Мы остановились на кандидатуре Кита Харингтона, потому что я являюсь большим фанатом сериала «Игра престолов». Меня на него подсадила жена. Я упустил первые два сезона, поэтому как-то посмотрел все скопом за двое суток. Сериал потрясающий, и подбор актеров там очень удачный, но для меня Кит выделялся среди остальных. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    20 июня 1975 года в американском прокате появились «Челюсти» Стивена Спилберга. Вслед за этим история голливудского кино свернула в том направлении, которое она исследует до сих пор. КиноПоиск вспоминает, как создавался фильм, чей выход навсегда изменил индустрию. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В мире массовых зрелищ, когда новые фильмы появляются каждую неделю, один рекламный носитель вырывается вперед, превратившись со временем в форму искусства. Это история трейлеров фильмов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation55 520 089
    2.Mission: Impossible - Rogue Nation14 681 108
    3.Человек-муравейAnt-Man12 802 644
    4.МиньоныMinions12 387 375
    5.ПикселиPixels10 503 023
    31.07 — 02.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels64 722 203
    2.Вне/себяSelf/less63 037 425
    3.МиньоныMinions50 173 916
    4.Человек-муравейAnt-Man48 990 876
    5.Ватиканские записиThe Vatican Tapes34 894 557
    30.07 — 02.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 517 956505 625
    Деньги381 820 128 руб.124 140 376
    Цена билета251,54 руб.1,51
    30.07 — 02.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.ГоловоломкаInside Out8.353
    71.Москва слезам не верит8.349
    72.Летят журавли8.346
    73.Гран ТориноGran Torino8.345
    74.Человек дождяRain Man8.343
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Звёздные войны: ИзгойStar Wars Anthology: Rogue One94.68%
    17.Кредо убийцыAssassin's Creed94.68%
    18.Черная мессаBlack Mass94.55%
    19.АкваменAquaman94.53%
    20.ДэдпулDeadpool94.52%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Предательство знает мое имяUragiri wa Boku no Namae o Shitte Iru7
    Кафедра1
    Миссия: невыполнима 2Mission: Impossible II45
    Миссия: невыполнимаMission: Impossible58
    Истцы и ответчики1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ПикселиPixels6.288
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.659
    МиньоныMinions6.557
    Человек-муравейAnt-Man7.497
    АнтуражEntourage7.089
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 4703.09
    премьеры