всё о любом фильме:

Триумф воли

Triumph des Willens
год
страна
слоган«The infamous propaganda film»
режиссерЛени Рифеншталь
сценарийЛени Рифеншталь, Вальтер Руттманн, Эберхард Тауберт
продюсерЛени Рифеншталь
операторЗепп Алльгайер, Карл Аттенбергер, Вернер Боне, ...
композиторХерберт Виндт
монтажЛени Рифеншталь
жанр документальный, военный, ... слова
премьера (мир)
время110 мин. / 01:50
В фильме показан съезд НСДАП в Нюрнберге в 1934 году, речи Гитлера, Геббельса и других идеологов нацизма. Смонтированный фильм был революцией в сфере техники съемок. Режиссер фильма Лени Рифеншталь использовала 30 камер и 120 ассистентов. В результате получился выдающийся документальный фильм — самый популярный пропагандистский фильм в истории.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
16 + 1 = 17
7.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Премьера состоялась в 1936 году в кинотеатре «УФА-Паласт» в исторической части Берлина.
    • Если присмотреться, то на одном из огромных флагштоков можно увидеть движущуюся кабину с кинооператором.
    Фрагмент 09:47

    файл добавилandertown

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    «Публичная девка нацизма». Такое прозвище получила гениальная постановщица

    Хелена Берта Амалия Рифеншталь. Она прожила 102 года и до конца жизни ей приходилось оправдываться за самый гениальный документальный фильм в истории — «Триумф воли». Будучи урожденной немкой, Лени Рифеншталь застала эпоху рассвета нацизма и приняла в его укреплении активное участие. Конечно, кто знал, к чему приведет приход к власти Адольфа Гитлера, тогда это воспринималось как спасение униженной Германии после Первой мировой войны. Звезда «горного кино» и начинающий режиссер, Лени Рифеншталь увлекала красота и сила, поэтому, единожды увидев страстное выступление фюрера, она отправила ему в восторженное письмо и свою фотографию. Гитлер же, понимавший, насколько велика сила искусства, и видя результат мастерсокй работы Рифеншталь, решил привлечь ее к съемкам фильма о нционал-демократической партии. К результатам, безусловно, можно отнести золотоую медаль на Венецианском кинофестивале за фильм «Голубой свет».

    «Триумф воли» — это амбициозный документальный фильм, посвященный съезду националистической партии в Нюрнбереге в 1934 году. Главным условием съемок было уложиться в срок съезда, для чего Рифеншталь выделили огромный бюджет, 80 помощников и 36 профессиональных операторов. С такими средствами она могла совершить что угодно, и Лени совершила революцию в жанре документалистики. Действительно, смотря сегодня «Триумф воли», не устаешь поражаться размаху и роскошности съемок. Монтаж абсолютно гениальный. Я вижу причину в том, что ни на один фильм даже сегодня не выделили бы таких средств, как Гитлер для праздника своей партии. Градиозный по масштабу съезд, запечатленный Лени Рифеншталь, мгновенно стал сенсацией. Его выход был назначен на 20 апреля 1936 года — день рождения фюрера. Более того, ничего еще не подозревающий мир подарил Лени Рифенштаь вновь главный приз Венеции и Золотую медаль и Гран-При в Париже. И это был триумф Рифеншталь.

    В «Триумфе воле» показаны празднования по случаю приезда фюрера в Нюрнберг, речи идеологов нацизма, освящения знамен, поражающие свое мощью и организованностью парады, выступления фюрера и Закрытие съезда. Почти два часа происходит то, что можно назвать демонстрацией силы. Гитлер визжит, что главная цель стремлений нацистов — это миролюбие, и через 10 минут на экарне очередной военный парад. Милитаризация германского общества пронкает в самые его основы, десятки тысяч людей благоговейно слушают Геббельса, Дитриха и Гитлера, и выбрасывают руки вверх с криками Зи Хайль. Майн фюрер то заботливо, то затравленно и истерично говорит о достижениях НСДАП, поминает Пивной Путч и утверждает, что молодежь — есть будущее Германии, которая должна спасти ее от расовой нечистоплотности.

    Существуют разные мнения насчет наследия Лени Рифеншталь этого периода. Все сходятся на мысли, что это самый гениальный пропагандисткий филмм в истории, но вот правомочна ли бы снимать его Рифеншталь? Факт есть факт, «Триумф воли» показал всему миру идеологию нацизма, причем с привлекательной стороны. Умные люди, в частности ученые еврейской национальности, которые позже сделали много открытий для социологических и исторических наук, давно Германию покинули. Но остальные, даже закоренелые скептики, присягнули Гитлеру. Сила пропаганды Лени Рифеншталь оказалась сильнее всех рейховских министерств вместе взятых. Искусство стало разрушительным, и возможно, этот фильм не должен был быть снять.

    Сегодня «Триумф воли» запрещен во многих странах мира или в ограниченном прокате, несмотря на то, что это уникальный исторический документ, демонстрирующий и раскрывающий суть нацизма, причину, по которой некогда великая страна, давшая миру таких великих филососфов и поэтов как Кант и Гете, в течение одного десятилетия погрузила весь мир в пучину крови. Можно посмотреть на Гитлера, не на человека, который исполняет роль Гитлера, а именно на него самого, после чего понимаешь насколько он был злым гением и великим оратором. Ни один актер, наверное, не сможет повотрить эту сумасшедшую мимику и ужимки. Этот фильм внушает страх. Приемы, использованные Рифеншталь, демострируют всю мошь и сверхорганизованность нацистского общества. Чего только стоят парады. Десятки тысяч солдат, выстроенные по одной линии, шагают ногу в ногу, каждый знает свое место и каждый готов отдать за фюрера жизнь. Когда смотришь на мальчиков с барабанами, то невольно возникает мысль, что именно они через шесть лет пойдут убивать и грабить во имя величия арийской расы. Как же можно было не поддаться столь мощной промывке мозгов, и кажется, что родись ты по несчастливой случайности в году эдак 1920-1925, то невольно поддался бы разрушительным настроениям, захлестнувшим германское общество.

    Я искренне убежден, что этот фильм нужно демонстрировать в университетах, чтобы студенты прониклись духом того в ремени, и смогли составить более объективную картинку о событиях происходящих в мире, после пришестивия к власти НСДАП. Человек, счтающий себя образованным должен это увидеть. Но «Триумф воли» нужно демонстрировать осторожно. Его снимал гениальный режиссер — Лени Рифеншталь, и даже история иной раз не сможет удержать от искушения искусства.

    9 из 10

    29 июня 2010 | 00:19

    Среди документальных работ на тему гитлеровской Германии и Второй Мировой Войны, этот проект занимает обособленную своей уникальностью нишу. Фактически, это один из ярчайших примеров пропаганды в истории. Историю, как известно, пишут победители, но редкие документальные хроники Третьего Рейха и сегодня представляют огромный интерес. Для кого-то это прозвучит кощунственно, но подобная хроника — часть нашего культурного наследия, и редкий материал для исследователей.

    Как человек, интересующийся этим периодом мировой истории, я долгое время не знал, что некоторые из самых известных выступлений нацистских лидеров, как и хроника воспаляющих воображение многотысячных маршей, были представлены миру именно в этом фильме режиссера-женщины. Качество материала невероятно высоко, ведь представляет собой не просто разрозненные кадры любительской съемки, а профессионально поставленное действо — отображение достижений в кино своего времени. Если на мгновение уйти от самой темы фильма, манера подачи материала напоминает более поздние работы, в том числе и голливудских мастеров, таких как Альфреда Хичкок. Подчеркнутый акцент на крупных планах лиц из толпы. Таким образом, Лени Рифеншталь подчеркнула единство немецкого народа под руководством националистов — каждый немец — сила, и одновременно — лишь часть процветающей машины.

    Конечно, большой акцент сделан на образе Адольфа Гитлера. Он показан исключительно как вождь народа, некая движущая сила. От сцены к сцене многократно подчеркивается умение Фюрера вести за собой народ. У меня в некоторых сценах перехватывает дух от того количества людей, которых поймал объектив камеры — десятки тысяч преданных немцев превращались в единый организм. Сегодня подобные собрания людей можно увидеть разве что на музыкальных концертах.

    Можно долго и усердно спорить об исторической достоверности картины — бесспорно, агитационный фильм раздувает значимость той или иной политической силы, в данном случае — национал-социалистов, но это не художественный вымысел. Просто для достижения необходимого эффекта у зрителя, были выбраны самые впечатляющие события и сделаны необходимые акценты. Пожалуй, это одна из наиболее качественных документальных работ не только своего времени, но и в истории. «Тысячелетний рейх» просуществовал намного меньше, чем того ожидала нацистская верхушка и немецкий народ, но это не уменьшает исторической значимости описанных здесь событий. Общее впечатление добавляет сильное музыкальное сопровождение. Преобладание громкой, отбивающей ритм оркестровой музыки дополняет происходящее в кадре.

    8 из 10

    7 мая 2013 | 17:55

    Действительно тяжело подходить к наследию, пожалуй, самой знаменитой женщины в истории кинорежиссуры Лени Рифеншталь. Тяжело по причине очевидной двойственности, противоречивости её творчества — с одной стороны, созданные ею фильмы обладают невероятной магией и изобразительной красотою, поражают потрясающей технической изобретательностью; а с другой стороны, всё перечисленное направлено на пропаганду фашизма и восхваление его идеологии и его лидеров.

    Да, фашизм — это плохо (хотя, к сожалению, этот бесспорный факт ныне ставится под сомнение некоторыми личностями), но по прошествии восьмидесяти лет «Триумф воли» стал орудием, которое можно использовать не совсем так, как планировали его создатели. Фильм — прежде всего, документ, показывающий предельно точно и ясно исторические факты. И уже, исходя из этого, его можно рассматривать под разными углами зрения — например, как удалось полностью разорённому после Первой Мировой войны государству буквально за несколько лет поднять свою экономику и производство до небывалых высот или что из себя представляет фашистская идеология и почему огромное количество людей искренне поверило в неё.

    «Триумф воли» рассказывает о съезде НСДАП в 1934 году в Нюрнберге. Длился этот съезд 6 дней. За это время показывается мощь немецкой армии, всевозможные патриотические организации тружеников и молодежи, свои речи произносят Гитлер, Геббельс и другие партийные деятели. Для запечатления всего этого на плёнке съёмочная группа под руководством Лени Рифеншталь, состоящая из 120 человек, использовала 30 кинокамер! Причём, если сейчас понятие «документальный фильм» воспринимается как простое фиксирование событий, то раньше помимо фиксирования важную роль играла художественная составляющая. А уж тут у Рифеншталь проблем не было! Некоторые эпизоды вызывают настоящее восхищение своей лаконичностью и красотой (как, например, немецкие солдаты в тумане), повсюду используются интересные ракурсы и умопомрачительный монтаж. Некоторые кинокритики называют «Триумф воли» ни много ни мало революцией в кинематографе.

    Различные заимствования из этой ленты можно найти в таких знаменитых картинах как «Звёздные войны» и даже в мультфильме «Король Лев». Таким образом, фильм Лени Рифеншталь прочно вошёл в жилы кинематографа и его уже оттуда никак не достать, да и не за чем.

    Напоследок, немного о судьбе ленты в наши дни.

    «Триумф воли» во многих странах запрещен, в некоторых издан, но весьма ограниченным тиражом. В большинстве своем он распространяется пиратскими копиями. Например, в Германии его показывают только ученикам различных киношкол, но только строго после долгой разъяснительной речи. Впрочем, может это и правильно, поскольку для просмотра этого фильма необходимо понимать его историческую значимость, ну и конечно иметь разум.

    8,5 из 10

    17 мая 2014 | 15:11

    «Триумф воли» — самая успешная режиссерская работа Лени Рифеншталь. Можно смело утверждать, что этот фильм вписал имя режиссера в историю мирового кинематографа, т. к. даже не сними позднее Рифеншталь ни одного фильма, она все равно бы осталась классиком киноискусства. Эта картина, по уровню значимости и количеству новаторских идей и приемов, ненамного уступает «Гражданину Кейну», также сделавшего своего режиссера признанным классиком кино.

    Лени Рифеншталь получила огромный бюджет и карт-бланш от Гитлера на создание эффектного пропагандистского фильма. После съемок фильм еще полгода находился в обработке, в ходе которой были выбрана те 2 часа записи, которые мы и имеем возможность сейчас лицезреть, а ведь это лишь 3% от отснятого киноматериала, который был у Рифеншталь. Фильм был преподнесен Лени в подарок Гитлеру, и он, конечно, не был разочарован и тут же дал Лени новое задание по подготовке фильма об олимпиаде в Мюнхене 1938.

    Для зрителей XXI века этот фильм несколько сменил свой жанр. Если снимался он, как пропагандистский фильм, призванный показать мощь, силу и сплоченность национал-социалистической Германии, то сейчас его воспринимают, в первую очередь, как исторический документальный фильм с живыми деятелями нацисткой Германии, с панорамой общественной жизни немцев в 30-х гг, хотя всем и следует ясно осознавать для каких целей фильм был снят. Невозможно понять историю, если самостоятельно не увидишь, хотя бы и при помощи документальных кадров, того, что происходило в эту эпоху в нацисткой Германии.

    Марширующие колонны штурмовиков, народное ликование при виде Гитлера, радость на лицах людей, флаги и декорации — все создает впечатление о всеобщей эйфории. Однако понятно, что за всем этим стоит режиссерская рука (однако не Рифеншталь, а самого Гитлера), все это призвано вызвать чувства единства, сплоченности и силы, как у зрителей, так и у самих марширующих и ликующих. Из книжек и учебников по истории все наслышаны о гениальном ораторском таланте и силе гипнотического воздействия Гитлера, в «Триумфе воли» мы можем сами увидеть великого диктатора и демагога в действии. Для стоящих ночью в колоннах с флагами и факелами людей, испытавших унижение после позорного для Германии Версальского мира и жаждущих отмщения, слова Гитлера о грядущем величии страны, ее превосходстве над всеми, звучали совершенно по-другому. Современного же зрителя, рявкающий и истеричный голос Гитлера, несущего какие-то несуразности, вызывает, как правило, чувство смущения и непонятности. Восприятие кинофильма очень изменилось, значение также стало другим, но достоинств этой ленте все это только прибавило. Каждому ценителю киноклассики стоит посмотреть эту картину.

    Подводя итог, «Триумф воли» обогатил инструментарий кинорежиссеров рядом новых и эффектных приемов (правда многие из них будет возможно выполнить только спустя много времени с появлением компьютерной графики, т. к. собирать такие массовки было практически невозможно), явил миру коллективистский дух нацисткой Германии и стал эталоном пропагандистского кино, а Лени Рифеншталь вошла в список классических кинорежиссеров. Фильм следует смотреть всем любителям киноклассики и исторических фильмов.

    9 из 10

    30 октября 2011 | 14:02

    При упоминании имени Лени Рифеншталь я вспоминаю «Триумф воли».

    Пускай это пропаганда нацизма, но какая пропаганда. Это сейчас такое кино снять не проблема, но вот 75 лет назад… Вызывает уважение.

    Бессмысленно рассказывать о самом фильме, так как все имена известны, а сценария как такового нет. Где еще вы увидите ЖИВОЕ выступление главных идеологов нацизма?

    Это надо увидеть. Просто для того, чтобы понять.

    10 из 10

    14 января 2010 | 21:35

    Очередной съезд фашистской националистической партии в Нюрнберге прославился не только из-за красноречивых речей Гитлера, в очередной раз убеждающего немецкий народ в том, что теперь Германия является самой сильной мировой державой, но и из-за съемок этого великолепного документального фильма. Известная немецкая дива кинематографа Лени Рифеншталь, сумела создать идеальный образчик того, как можно и при желании нужно пудрить людям мозги, показывая даже не самую идеальную политическую программу в самом лучшем свете. Здесь есть и улыбающиеся дети, и отдающие честь старики и бабушки, да и вся нация показана как одно цветущее общество, довольное своим выбором и общим положением вещей. К сожалению, все они не еще не знали о том, что этот самый усатый оратор в скором времени превратит всю Европу в полыхающий ад, в котором свои жизни отдадут несколько сотен миллионов невинных людей. Глядя на счастливых и беззаботных немцев, уверенно выкрикивающих хором известное «Зиг хай», становится попросту не по себе.

    Если рассматривать «Триумф воли» только по художественным и техническим параметрам, то он выполнен практически безупречно. Рифеншталь задействовала неимоверное количество операторов и ассистентов, запечатлевших на свои камеры самые грандиозные моменты той встречи лидеров фашистского движения. Несмотря на то, что в общем то фильм выглядит устаревшим, потрясающий масштаб и реалистичность никуда не подевались. Наблюдая за марширующими тысячами будущих безжалостных солдат рейха, начинаешь осознавать то, что никакие современные спецэффекты и обширные массовки не заменят эффекта реальной толпы, в которой собралось больше двухсот тысяч последователей новой идеологии. От эпического скандирования этой ликовавшей толпы, иногда даже захватывало дух и будь я чуть поглупее или же живя в Германии в ту эпоху, наверняка был бы очарован уверенным в себе новым лидером страны и безусловно, последовал за ним, встречая каждую реплику подъемом руки на девяносто градусов.

    С самого начала, я был очень скептически настроен по поводу этой классической пропагандистской ленты. Тем не менее, с первых кадров вся ненависть к военным событиям сороковых годов ушла на второй план и освободила место для стандартного любопытства. С первой же сцены полета над живописными немецкими землями, картинка начинает удивлять своей красотой и необычайной вычурностью. Далее становится просто интересно наблюдать за поведением людей, еще не знающих о том, что скоро предстоит пережить их народу. Пускай некоторые моменты были излишне затянуты, а это в большинстве своем касается баснословных речей начальников определенных комиссий, но скорее всего, не будь они вставлены в финальный монтаж фильма, госпожу Рифеншталь и ее съемочную группу наверняка бы поставили к стенке и хладнокровно расстреляли.

    Стоит отметить и несколько фантастических технических находок для того времени. Во время ночных съемок, было отчетливо замечено искусственное освещение, благодаря которому, многотысячная ликующая толпа появлялась из под покрова темноты. Очень интересно было все обставлено в толпе, особенно запомнились кадры с наступающими в камеру марширующими солдатами, плавно обходящими дорогую аппаратуру и уходящими на встречу, как они считали, счастливому и светлому будущему. Что еще удалось сделать постановщице, так это вознести партийного главу и самого известного диктатора в мире, чуть ли не в ранг божественного существа. Чтобы поглазеть на психически больного и одержимого манией величия человека, некоторые немцы взбирались на фонарные столбы, на крыши, иногда даже друг на друга. Каждое слово великого фюрера была встречено громогласными и продолжительными овациями и людям было даже неважно что вылетело из уст народного освободителя, ведь он не может сказать что-то неправильно и вредное для своей любимой нации.

    Почему-то досматривая сей картину, в моем уставшем от пафосных фашистских речей воображении, предстал образ фюрера. Он смотрел «Триумф воли» в кинотеатре и после финального марша солдат на фоне нацистской символики, начал безумно гоготать от восторга и безудержно аплодировать. Чем-то это все напомнило похожую сцену из тарантиновских «Бесславных ублюдков». Хотя, чем черт не шутит, ведь может быть именно такой была реакция великого диктатора после просмотра этой ленты. Оценивать увиденное очень сложно, но если отречься от врожденной неприязни к фашизму и соответственно, ко всем прилегающим к нему пунктикам, то в остальном творение Лени Рифеншталь однозначно заслуживает внимания, ибо это первый проект в своем роде. Очень тяжелый и по-настоящему гипнотический документальный фильм, запудривший в свое время немалое количество светлых немецких умов. Для себя же, я еще раз подвел уже ранее известный вывод, заключающийся в мыслях об очевидной глупости и жестокости этой ужасной идеологии, коренным образом повлиявшей на мировую историю и в особенности, на историю нашей страны.

    19 августа 2013 | 05:10

    Все восторги по поводу «Триумфа воли» не отменяют того факта, что в этом фильме пропагандируется фашизм. Шедевр документалистики? Классика кино? Безусловно. Пропаганда фашизма? А как иначе можно назвать эффектное мастерски сделанное кино о съезде Национал-социалистической партии Германиии, с прямой речью Гитлера, Геббельса и других?

    С пропагандистской целью делалось, и Рифеншталь, как режиссер, как всегда достигает цели.

    31 августа 2009 | 05:53

    Это бесспорно один из лучших фильмов мирового кинематографа! За два часа я испытал целую гамму чувств: восхищение, страх, грусть, воодушевление. Лени Рифеншталь сняла поразительный, четкий, лишенный каких-либо недостатков документальный фильм. Говорят, что «Триумф воли» является пропагандой фашизма. Это чистейшей воды неправда!

    Работа Рифеншталь прежде всего является отражением того времени, той эпохи. Так правдоподобно снять съезд нацисткой партии, думаю, не мог сделать ни один режиссер. Речи Геринга, Баха, Дитриха и конечно же, Гитлера не могут оставить равнодушным ни кого. Их интонации, жесты, чувства, мимика надолго врезаются в память, оставляя на душе осадок. У одних тяжелый, у других нет.

    В начале фильма Лени Рифеншталь показывает торжественный парад, предшествующий съезду, прибытие Гитлера, радость немецкого народа, которой верит в своего фюрера, не подозревая сколько боли и печали он им принесет. По начальным кадрам и не скажешь, какой ужас будет ожидать мир в ближайшем будущем. Хотя, в принципе, об этом не думает и сам зритель, потому что торжества и безразмерная радость немцев, вызывают исключительно улыбку, а не желание думать о последующей трагедии.

    Речь главного «актера» фильма — Адольфа Гитлера навела на меня чувство страха, потому что его ораторский талант не может произвести другого впечатления. Даже по черно-белым кадрам фильма видно каким извергом является этот человек. Какой он жестокий и самовлюбленный, желающий всемирного господства.

    Итог:

    «Триумф воли» — это не пропаганда фашизма, а в первую очередь уникальный исторический документ, правдиво изображающий эпоху Германии 30-х годов. То, что в свое время фильм привлек к фашизму сотни тысяч людей в наше время не имеет значения, так как сейчас само понятие «фашизм» потеряло свою актуальность. Весь мир понял, как это ужасно и мерзко.

    В 21-ом веке призвание «Триумфа воли» научить современных людей доброте, лишить их чувства расизма и заставить понять, что фашизм — это зло, которое должно быть истреблено под корень.

    9 из 10

    26 октября 2008 | 10:59

    Лени Рифеншталь… Она пережила всех своих врагов и вошла в историю кино, как бы не скрипели зубами недоброжелатели. Именно благодаря ее новаторским приемам документалистика стала искусством, перестав быть просто калькой с действительности. А влияние ее киноэстетики ощущается и по сей день.

    Третий рейх оставил после себя море кинодокументов, но именно кадры Рифеншталь наиболее часто и охотно используют все создатели антинацистских фильмов.

    Оказывается, я видела этот фильм практически весь — отрывками то тут, то там, а теперь впервые все эти фрагменты сложились в единое мощное целое.

    Но как ни странно, после просмотра «Триумфа воли» в моей памяти застряли не парады, шествия и моменты массового экстаза, а одна фраза из речи Й. Геббельса: «Может, и хорошо обладать властью, основанной на диктатуре, но гораздо лучше завоевать и не терять сердца людей». В устах циника и мага пропаганды эта фраза звучит чуток идеалистично, но заставляет задуматься: «А бывает ли вообще такая власть?»

    Лени Рифеншталь всю жизнь пыталась отстоять и защитить свое имя. И вполне успешно — она выиграла все 50 судебных процессов. Я прочитала ее мемуары (очень познавательно), а также книги, написанные о ней немецкими и англоязычными авторами. И что хочу сказать: жизнь Лени Рифеншталь — готовая основа для потрясающего фильма. Несколько лет назад ходили упорные слухи, что этот проект с собой, любимой в главной роли, хочет поднять Джоди Фостер. Однако так все и осталось на стадии задумки. Очень жаль!

    10 из 10

    13 апреля 2011 | 11:55

    4 сентября 1934 года, через 20 лет после начала мировой войны, через 16 лет после начала страданий немецкого народа, через 19 месяцев после начала возрождения Германии. Сквозь кучевые облака, над водами Пегница и красной черепицей крыш, и. о. Сатаны летит в Нюрнберг, чтобы встретиться со своими верными соратниками. Бонзы нацизма торжественно следуют главными улицами, добродушные бюргеры кидают зиги, Альбрехт Дюрер волчком вертится в гробу. Вот кошка на фоне свастики, вот свастика на фоне кошки, вот воодушевляющая музыка, вот архитектурные красоты, вот Йозеф Геббельс вещает про яркое пламя энтузиазма и пользу государственной пропаганды. И грандиозное ночное шествие меняется панорамными палатками, начиненными немецкой молодежью; и бэкграундом хемингуэевской печалью бьет набат; и птенцы гитлерюгендовы заразительно смеются и дурачатся; и приличные люди в штатском горячо аплодируют речам Рудольфа Гесса. Перекличка товарищей из DAF предваряет дешевые крики Гитлера; дешевые крики Гитлера предваряют трубачей и барабанщиков; трубачи и барабанщики предваряют трепет стягов на ветру; стяги предваряют мерзкого фон Шираха; мерзкий фон Ширах предваряет очередные дешевые крики Гитлера.

    Рифеншталь, сама того не желая, дотошно и мастерски рисует зрителю краткую историю одного помешательства в лицах — от могилы Гинденбурга к штурмовым отрядам, от штурмовых отрядов к марширующим солдатам, от марширующих солдат к финальной истерике. Кошмары вышагивают бодрым строем, летучая камера фиксирует народный трепет, журнал «Time» обозначает людей года, сухая хроника демонстрирует зверства концентрационных лагерей. Сырая ночь пропитана жутчайшей жутью, невостребованная авадана исполнена мрачнейшего мрака, уроки истории покрыты толстым слоем затхлой чердачной пыли, галька дежурных покаяний буднично низвергается в Маракотову бездну. Чух-чух-чух, паровоз человеческого скотства пыхтит прямиком в ад, со всеми остановками. Чух-чух-чух, оставь надежду всяк сюда входящий. Позади ночь длинных ножей, впереди нюрнбергские расовые законы, разбитые витрины, окончательные решения и мировая война. И посреди всей этой мерзости высится «Триумф воли»; пропаганда, что обернулась предупреждением; темнейший бриколаж Чехова и Баума, где стакан пуст не наполовину, а вовсе полностью.

    Это кино про вишневый сад нацизма, про родной шкафик старушки Лени, про времена, когда рейх казался тысячелетним, а от неприятных мыслей можно было отмахнуться во имя собственного спокойствия. Кино о том, что рано или поздно вишневый сад вырубят и застроят полезные площади дачами, но никто не вынесет из этого ни малейшего урока. Кино о Фирсах, чья жизнь проходит, словно они и не жили. Это кино о мощеной желтым кирпичом дороге вникуда и Изумрудном городе, улицы которого залиты кровью. Кино о хитрых наперсточниках, работающих удивительными волшебниками. Кино о том, что мозги с отвагой не раздают на ярмарках. Кино о стране Оз, отражающейся в кривых зеркалах страшной реальности. Кино о людях, что вечно ищут возможности обмануться яркими фантиками величия. Кино о том, как художники плодят на земле волков и учат вилять хвостом. Ну а то, что придется потом платить — так это, поймите, потом.

    Потом будет нюрнбергский трибунал, потом последуют малые судебные процессы, потом произойдет общая денацификация. И добродетельная общественность справедливо затравит всех причастных к НСДАП, и Рифеншталь придется оставить кино в пользу фотографии, но и там она не найдет покоя. Публика увидит Гитлера и в нубийцах, и в рыбах, и в мемуарах, а сам фашизм будет восприниматься мертвым солдатом из легенды Брехта, беспримесным и абсолютным злом, случайно поглотившим добропорядочных европейцев. И не беда, что те европейцы за обе щеки уплетали амброзию сладчайшего конформизма и наплевательства. И не беда, что ужасен не дохлый солдат, а общество, породившее его. Шумливой толпою прикрыт его путь, кругом загорожен солдат, вы сверху могли б на солдата взглянуть, но сверху лишь звезды глядят. Не в звездах, нет, а в нас самих ищи причину, что ничтожны мы и слабы, любезный мой читатель.

    25 июля 2011 | 19:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Сиквелы & приквелы

    1 Победа верыDer Sieg des Glaubens1933
    2 Триумф волиTriumph des Willens1935
    подробнее

    Статьи


    Смерть актера во время съемок, отсутствие денег, судебные тяжбы, война, бракованные объективы, неуемный перфекционизм режиссера — все это не раз приводило к тому, что фильмы шли к зрителю десятилетиями. К выходу в прокат «Трудно быть Богом» КиноПоиск вспоминает самые интересные случаи. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Грязные танцы», «Заводной апельсин», «Таксист», «Челюсти», «Я — легенда», «Титаник» «Темный рыцарь» — вот только часть фильмов, что подверглись едкому разбору, основанному на взрывной смеси психоанализа и философии. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.ПрислугаThe Help8.387
    66.Офицеры8.387
    67.МалышThe Kid8.374
    68.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.373
    69.ГонкаRush8.365
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.08%
    7.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.95%
    8.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.75%
    9.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.68%
    10.Иллюзия обмана 2Now You See Me 294.63%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7
    Третья персонаThird Person15
    Сын2
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner65
    ДракулаDracula Untold122
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7.000
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.758
    ИнтерстелларInterstellar8.957
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 26.969
    SuperняньBabysitting7.107
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры