всё о любом фильме:

Империя Солнца

Empire of the Sun
год
страна
слоган«To survive in a world at war, he must find a strength greater than all the events that surround him»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийТом Стоппард, Менно Мейес, Дж. Г. Баллард
продюсерКэтлин Кеннеди, Фрэнк Маршалл, Стивен Спилберг, ...
операторАллен Давио
композиторДжон Уильямс
художникНорман Рейнольдс, Чарльз Бишоп, Фред Хоул, ...
монтажМайкл Кан
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  5.52 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время153 мин. / 02:33
Номинации:
1941 год, Вторая Мировая война. Юный англичанин Джим Грэхем живет в богатой семье в Китае. Японцы вторглись в Шанхай, Джим теряется в толпе и остается без родителей в захваченном городе. Во время скитаний находит друга Бэйзи, с которым попадает в лагерь заключенных.

Среди болезни и нехватки пищи, Джим борется за выживание, вынося предательства и оскорбления… Нити, связывающие его с детством, ослабевают, но Джим пытается сохранить дух и достоинство. Япония капитулировала. Перенеся все ужасы войны, превратившись из счастливого ребенка в измученного подростка, он, наконец, встречается со своими родителями.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
83%
33 + 7 = 40
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографичесого романа Дж. Г. Бэлларда «Империя солнца» (Empire of the Sun, 1984).
    • Студия Warner Bros. приобрела права на фильм практически сразу же после публикации книги. Режиссёром должен был стать Харольд Беккер, а продюсером Роберт Шапиро. Первая версия сценария была написана британским драматургом и сценаристом Томом Стоппардом в тесном сотрудничестве с самим Джеймсом Бэллардом.
    • После того как Харольд Беккер выбыл из проекта, его место занял Дэвид Лин, а одним из продюсеров стал Стивен Спилберг. Проработав около года, Дэвид Лин отказался по творческим соображениям и его место уже окончательно занял Стивен Спилберг. На доработку сценария был приглашен Менно Мейес, после чего для написания финальной версии был возвращён Том Стоппард.
    • Фильм снимался в павильонах Elstree Studios в Англии, а также в Испании и Китае. Переговоры с китайскими культурными властями начались в 1985 году и продолжались с переменным успехом почти целый год. В конечном счёте было получено разрешение на съёмки в Шанхае и его окрестностях в течение трёх недель в марте 1987 года. Это был первый американский фильм, снимавшийся в Шанхае, с 40-х годов.
    • На время съёмок в Шанхае китайские власти позволили заменить ряд дорожных знаков и указателей, а также кратковременно перекрывать целые кварталы. Более 5 тысяч местных жителей были использованы в качестве участников массовки, причём некоторые из них могли ещё помнить страшный период японской оккупации.
    • Японских солдат в фильме сыграли действующие военнослужащие Китайской народной армии.
    • Для достижения максимальной аутентичности Стивен Спилберг стремился использовать автомашины и авиацию того периода. В его распоряжении были три точные копии в натуральную величину японских истребителей Mitsubishi A6M Zero и три прибывших из Великобритании восстановленных американских истребителя The North American Aviation P-51 Mustang. Из-за сложности запланированных сцен полётов съёмки с их участием заняли целых десять дней. Использовались также специально воссозданные модели самолетов больших размеров, однако получавшийся с ними результат часто не удовлетворял режиссера.
    • Титульная песня фильма Suo Gân является традиционной колыбельной на валлийском языке неизвестного авторства. Стивен Спилберг выбрал её, поскольку сыгравший главную роль юный Кристиан Бэйл был родом из Уэльса.
    • Сыгравший полковника Маршалла Том Данахер был пилотом истребителя во время второй мировой войны на Тихом Океане. Также в фильме он пилотировал один из японских истребителей Mitsubishi A6M Zero. Актёр Роберт Стивенс в последующем интервью заявил, что большая часть его роли была вырезана при монтаже. То же самое заявил Джеймс МакГэнн.
    • Одна из ролей в фильме могла достаться Марку Райлэнсу.
    • На главную роль в фильме пробовалось свыше 4 тысяч мальчиков. Режиссеру лично рекомендовала обратить внимание на Кристиана Бэйла его жена в тот период Эми Ирвинг. Та запомнила его по роли царевича Алексея в телевизионном сериале «Анастасия: Тайна Анны», где они вместе снимались перед этим.
    • Эрик Флинн, который сыграл одного из британских военнопленных, на самом деле в детские годы содержался в японском лагере интернированных.
    • Часть фильма, происходящая в лагере интернированных, была очень сильно урезана в процессе монтажа. В результате роли некоторых актёров практически полностью сошли на нет.
    • Роль в фильме стала последней для британского актёра-ветерана Ральфа Майкла.
    • Сыгравший в фильме одну из своих первых ролей Бен Стиллер заявил, что задумка снятых двадцать лет спустя «Солдат неудачи» родилась у него именно в период съёмочного процесса.
    • Автор книги Джеймс Грэхем Бэллард появляется в камео в начале фильма в качестве одного из участников маскарадной вечеринки.
    • еще 13 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    В 1941 году, после оккупации японцами Китая, город Шанхай некоторое время оставался свободным, и жизнь там протекала почти как раньше. Но вскоре японцы подвергли интернированию также и английскую колонию в Шанхае, в результате чего Джим Грэм, одиннадцатилетний сын дипломата, разлучённый со своими родителями, попал в лагерь для военнопленных, где был вынужден забыть о детских играх и мечтах, обучившись жестокой взрослой науке выживания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 279 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Империя Солнца… Что приходит на ум при этих словах? Представляется что-то величественное, прекрасное, спокойное; представляется японский флаг — белый, с восходящим ярко-красным шаром Солнца. Но война, как известно, разрушает людское благополучие, счастье и мечты, забирает надежду, стирает с лица Земли целые города, обрывает жизни, и приносит только муки и страдания. Я люблю фильмы о войне, и посмотрела их довольно много, как советских, так и зарубежных. В фильме Стивена Спилберга «Империя Солнца» война показана с другой стороны — здесь нет крови, чрезмерной жестокости; события фильма разворачиваются в оккупированном японцами Китае, и главный герой здесь — обычный мальчик, на долю которого, как и на долю миллионов детей в те времена, выпало не по годам тяжёлое испытание.

    Итак, англичанин Джим Грэхем проживает в Китае в богатой семье. И живёт их род там уже сто лет, у отца Джима фабрика, так что мальчик даже ни разу не был на своей настоящей родине. Его, как и многих мальчишек, захватывают полёты, у него огромная коллекция моделек самолоётов, и один из этих самолётиков всегда у него в руках. Его можно назвать счастливым ребёнком — он ни в чём себе не отказывает, его любят родители. Но и в его жизнь вмешивается война. Она разлучает Джима с родными на целых 4 года.

    Первое, что мне хотелось бы отметить — это музыка. В «Империи Солнца» просто божественная музыка. Мне очень запомнилась уэльская песня Suo Gan, которую для фильма исполнили Джеймс Рэинбёрд с детским хором. Также волшебна и оркестровая музыка Джона Уильямса, она очень украсила фильм, она придала ему что-то особенное, какую-то атмосферу, схожую с «Зелёной милей» Фрэнка Дарабонта.

    Ну, теперь актёры. Наверно ни для кого не секрет, что роль Джима исполнил маленький на то время Кристиан Бэйл, и мне было безумно интересно наблюдать за ним в этом фильме. В свои 12 или 13 лет он продемонстрировал очень высокий уровень актёрской игры, эмоции его персонажа были очень искренними, не фальшивыми, начиная от радости при виде разбитого японского самолёта в начале фильма, и кончая яростью и болью, во время убийства его друга. Да и вообще, на протяжении всего фильма я не помнила, что Джим — это Бэйл, будущий Бэтмен и обладатель премии Оскар. Также не могу не выделить Джона Малковича, замечательно сыгравшего противоречивого, по вызванным к нему эмоциям, персонажа. А ещё в паре сцен я увидела молодого Бена Стиллера.

    Также впечатляет масштаб съёмок. Хоть сцен сражения и не много, но в некоторых сценах задействовано огромное количество народа. Ещё мне запомнился большой стадион, заставленный различными вещами, а также взрыв атомной бомбы. И, конечно, пейзажи. Поля и небо.

    Фильм довольно длинный, но чувство времени теряется при просмотре, фильм как-будто обволакивает тебя. Несмотря на тяжёлые события, описанные в «Империи Солнца», фильм смотрится легко, и при этом задевает какие-то струны души. Он заставляет задуматься. Джим и японский юноша смогли найти общий язык, они смогли подружиться, их объединило что-то, хотя, по сути, они были друг другу врагами. В них была доброта. Мы все должны быть добрее друг к другу, ведь мы жители одной планеты, и нам нечего делить. Замечательный фильм, который я посмотрю ещё не один раз.

    10 из 10

    12 сентября 2012 | 22:18

    Стыдно, что я посмотрела это фильм только сейчас. Возможно, потому что я и не поняла бы его в силу своего возраста.

    Кристиан Бэйл который сыграл главную роль должен был получить Оскара еще тогда. Этот маленький мальчишка сыграл такую серьезную и глубокую роль. Не было никакой фальши, все эмоции такие живые.

    В этом фильме я прежде всего увидела все законы жизни и власти. Чтобы выжить ты должен приспособиться к окружающей среде. Нееет не пытаться влезть и что-то изменить. А просто набраться терпения и ждать, а в нужный момент сделать шаг. И ребенок это чувствовал, возможно это дар свыше, уметь жить дальше и не сдаваться. Нам прекрасно показал мальчик, чтобы выжить нужно где-то быть наглее чем другие, шустрее, но при этом нужно мнимо показать врагу, что он господин (Момент где он садиться на колени перед японским командиром не случаен), где-то ему нужны были друзья, а где-то лучше быть одиночкой, чем с тем кто продаст тебя за картошку.

    Война это всегда ужасно. И я не была удивлена увидев жестокие и неприятные кадры. Но этот фильм учит нас выживать и бороться, но не с оружием своим, а с терпением и ловкостью. Встреча с родителями показало нам ради чего этот маленький мальчик выживал.

    24 апреля 2011 | 19:35

    Мне фильм, сразу скажу, запал в душу.

    Даже как-то не хочется перечислять что, где, как произошло… Лучше один раз увидеть.

    Не люблю фильмы на военную тему, так уж повелось. Но фильм, снятый Спилбергом, фильм, в котором заглавную роль играет начинающий актёр Кристиан Бейл я обязана была посмотреть!…

    Ни на минуту не отвлекалась от экрана, все 153 мин. я получала удовольствие, если это можно так назвать. Мне очень понравилось внимание к деталям — 87 долгоносиков, шоколадка… Ну а как сыграл Бейл? Ничего трогательнее я не видела. В его 13 лет он уже играет не хуже самых ярких «голливудских звёзд», сразу понятно, что у него большое будущее — чувствуется, с какой серьёзностью он подошёл к этой роли, истинная черта Бейла, по которой его ни с кем не спутаешь!

    Фильм, над который надо думать. Это не пустышка, здесь есть глубокая мысль. Я в восторге.

    10 из 10

    30 июля 2009 | 12:39

    Каждому свое. «Империя солнца» не стала для меня «моим» фильмом, а уж тем более шокирующим откровением, но, стоит сразу оговориться, что это не вина Спилберга или Бейла (хотя вот его дубляж был отвратительным), а скорее проблема того, что этот фильм был отсмотрен намного позже того времени, когда он мог произвести действительно большое впечатление.

    Я бы сказала, что яркость красок и мягкость этого фильма -одновременно его величайшее достоинство и особенность, но и недостаток, который мешает в полной мере погрузиться в фильм людям взрослым, много читавшим и смотревшим.

    Как ни странно, но при такой серьезной и болезненной теме, кино производит впечатление скорее приключенческого полотна, плотно ассоциируясь с американской культурой, в первую очередь с героями Марка Твена. Джим в картине сообразителен, находчив и неунывающ, совсем как Том Сойер или Гелькберри Финн, детский взгляд на мир ограждает его от лишних мудрствований и переживаний. Простодушие спасает его от морально-этический терзаний. Для героя и американцы интересны и японские летчики благородны, и китайцы его вообщем-то не смущают, и когда окружающие взрослые страдают из-за чести, идеологии и проблемы выбора, он успевает и тут и там(так же как и герой Малковича-его наставник в процессе выживания). Несомненно, это придает изюму фильму, и показывает войну с совершенно другой стороны. Тем не менее, тем зрителям, кто уже посмотрел «Список Шиндлера», «Пианиста» «Иди и смотри» или «Иваново детство», да что уж там «Жизнь прекрасна» или «Мальчик в полосатой пижаме» исполнены большего драматизма, тем зрителям, включая меня, кино может показаться легковесным.

    Вторая проблема возникает в контексте непосредственно русского восприятия фильма. Множество источников от школьных учебников и художественной литературы до подробных документальных фильмов описывают ужасы лагерей. Как известно, пленные из разных стран содержались в разных условиях. У Воннегута есть интересный пример где-то на периферии «Бойни номер пять»: несколько бараков занимали англичане, которым доставало еды, курева, свободного времени, чтобы вообщем неплохо там существовать и ждать окончания войны, а по соседству содержали русских -естественно, хуже чем собак. И в этом фильме как нигде, прекрасно осознается разность менталитетов и отношения к событию: для нас Великая Отечественная -священна, героична, мужественна и жертвенна, это величайшая трагедия, для американцев, не хочется судить радикально, но, в любом случае, это не защита отечества и близких, но военные действия на чужой территории.

    Именно поэтому для российского зрителя проблемы и страдания юного Джима выглядят легкой прогулкой по сравнению с испытаниями, выпавшими на долю «наших». Тем не менее, считаю фильм вполне достоверным и отдаю должное Спилбергу, который отказался от нагнетания излишнего драматизма и выдавливания слез из зрителя, которыми грешат множество военных картин.

    Резюмируя: «Империя солнца» -хорошее кино для определенного возраста и определенного времени. Наверное, посмотри я этот фильм лет 6-7 назад, моим восторгам не было бы предела, но, как говорится, все течет, все изменятся, поэтому моя оценка нейтральна.

    13 ноября 2015 | 20:15

    Один из моих самых любимых фильмов. Я вообще не очень люблю Спилберга, но этот фильм я очень люблю. Это потрясающая работа основного актерского состава. Кристиан Бейл играет с нечеловеческим надрывом, Джон Малкович блистает в роли Бэззи, Миранда Ричардсон прекрасна в роли измученной миссис Виктор. Да и вообще все актеры на высшем уровне. Работа с массовкой и техникой впечатляет.

    10 из 10

    22 августа 2007 | 14:31

    Не могу понять почему, но я всегда с некоторым опасением относился к этому детищу Стивена Спилберга. Все как-то оттягивал просмотр, но в голове стояла четко определенная задача — мне обязательно нужно посмотреть эту ленту, во что бы, то, ни стало. И вот, момент настал, фильм был просмотрен. Теперь я задаю себе многочисленные вопросы — почему же я раньше не оценил эту ленту? По мне так такие творения должен смотреть каждый, уважающий себя киноман. Хоть лента и не представляет собой чего-то истинно шедеврального, но посмотреть ее стоит хотя бы из-за того, что:

    а) режиссером является сам Стивен Спилберг;

    б) есть возможность посмотреть на еще совсем юного Кристиана Бэйла;

    в) перед нами замечательный сценарий, к которому приложили руку 3 человека.

    Конечно, надо признать, что лента само по себе тяжеловата, но есть масса различных вещей, которые просмотр сглаживают.

    Итак, действие этой картины происходит в Шанхае, это 1941 год. Война. Пока еще Шанхай живет своей жизнью, довоенной, можно сказать, мирной, спокойной. Но это только пока, ситуация накаляется с каждым днем все больше и больше. Еще совсем немного времени и люди могут обжечься. Постепенно начинают вспыхивать различные беспорядки, сокрушения, волнения. А на фоне всего этого проходит жизнь в Шанхае английской семьи с фамилией Грэхем. Английскую семью пока Вторая Мировая война никак не касается. В этой семье живет маленький мальчик по имени Джим. Юнец ни в чем не нуждается, его родители богаты, они живут в большом особняке с бассейном и едят самую роскошную еду. Джим имеет одну страсть — любовь к самолетам, да и вообще авиации. Он настолько изучил все это дело, что может считать себя профессионалом без какого-либо преувеличения. Дни напролет он проводит за изучением летательных аппаратов, играется со своими многочисленными моделями.

    Но вот, беззаботное время заканчивается. Война затронула и шанхайскую мирную жизнь. Японские вооруженные силы вторглись в Шанхай. Так случается, что многие семьи разрезаются пополам. Ну, а что самое страшное, это то, что от родителей отделяют детей. Дети теперь самостоятельно вынуждены приспосабливаться к реалиям этой зверской жизни, выживать. Вот и наш бедненький Джимми становится предоставленным самому себе. Он вынужден скитаться, сначала в поисках жилья, а потом и в поисках еды. В итоге так случается, что мальчик попадает в лагерь для заключенных. Здесь Джиму предстоит пережить еще большие страдания, но оставить надежду на то, что родители рано или поздно найдут его.

    Насколько я знаю, эта картина является самой нехарактерной для творчества режиссера Стивена Спилберга. Я, наверное, соглашусь с этим. Ведь здесь показано все происходящее с самой трезвой точки зрения, все повествование приближенно к истине. Мы можем наблюдать во все свои очи за той жестокой, злой правдой, которая хранит в своих отсеках жизнь. Здесь нет каких-то прикрас. Да и какие тут могут быть сглаживания? Ведь перед нами Вторая Мировая война во всеоружии. Не до шуток и не до чуда, знаете ли.

    То, как сыграл совсем еще юный Кристиан Бэйл, это вообще отдельная тема. За последнее время я не видел такой сильной игры молодого человека. На протяжении всей ленты переживаешь за его персонажем по имени Джим, это нечто. Сразу же захватывают все эмоции, все чувства и переживания, которые смог изобразить маленький Кристиан. Он четко показал, как в тяжелых и жестоких условиях может развиваться мужество. Могу вспомнить и сравнить Бэйла с героем Алексея Кравченко в советской ленте 1985 года режиссера Элема Климова «Иди и смотри». Кстати, у меня постоянно возникали параллели между этими двумя картинами. Ох, жаль, что Кристиан Бэйл не может играть на протяжении всей своей жизни так, как сыграл в одной из самых первых своих ролей здесь.

    Из других актерских работ хочу отметить игру Джона Малковича. Который сыграл парня по имени Бэйзи. Малкович сыграл просто без всяких нареканий. А его персонаж оставил двойственные впечатления. Не знаешь, как к нему относиться. С одной стороны, он помогал Джиму, с другой стороны издевался над ним. С одной стороны, он спасал мальчишку, с другой стороны, бросил его. В общем, это из разряда под названием «решайте сами».

    Хочу похвалить операторскую работу Аллен Давио. Он подарил нам запоминающиеся виды замечательной природы. А вместе со Стивеном Спилбергом они сняли отличные моменты. Например, многочисленные игры с самолетиками Джима на фоне военных действий.

    Эта лента Спилберга, как я говорил в самом начале этой рецензии, тяжеловата для просмотра. Некоторые моменты кажутся затянутыми, другие чрезмерно жестокими, но это все теряется на фоне игры малолетнего Кристиана Бэйла и серьезной военной темы. Еще хочу сказать, что как-то финальная сцена не выжала из меня никаких эмоций абсолютно. Не знаю, почему, может быть, дело во мне. Эта сцена мне показалась тоже скучноватой. Но сам по себе фильм мне понравился. Уж точно буду еще пересматривать, чего и вам советую.

    30 июля 2010 | 19:11

    Вот не нравится мне, как Спилберг снимает фильмы о войне (хотя «Список Шиндлера» исключение). Слишком сказочны они получаются. Не веришь этим фильмам не на секунду. Только и мысль в голове: «Так не бывает!»

    Мальчик Джимми, потерявший родителей в суматохе при нападении на Шанхай борется за выживание. А борется ли он? Да, может для ребенка, привыкшего к роскошной жизни, остаться без мамок-нянек и столкнуться с реальной жизнью — это шок. Но вот первая половина фильма больше напоминает «Один дома». Джим живет в доме родителей, питается найденной едой в соседних брошенных домах. И кажется он не осознает в какой ситуации он оказался. Детям за забором его дома приходится намного хуже. А Джим осознает всю серьезность ситуации только когда оказывается на улице, когда попадает в концлагерь. Но и тут тяжело поверить в реальность происходящего.

    Это лагерь для военнопленных? Да это просто курорт строгого режима! Заключенные в лагерях только и делали, что играли в гольф, бейсбол! Даже огород свой завели! А как же! Все так и было в годы войны! Такое ощущение, что единственное, что угнетает людей в этом лагере, — это недостаток еды. Вот если б не этот маленький нюанс, так там были бы все счастливы.

    Вот после огромного количества положительных рецензий, описывающих всю глубину ситуации, тяжелую судьбу Джимми, я чувствую себя бесчувственным поленом. Меня ведь не проняла такая душещипательная и правдивая история

    6,5 из 10

    26 сентября 2010 | 12:34

    Знал ли 11 летний сын британского фабриканта Джим, что круговорот истории захлестнет его по полной программе? А ведь 1941 год стал для многих европейцев живших в Китае судьбоносным. Когда японцы вторглись в Шанхай, Джим потерялся в толпе и вынужден был скитаться, а потом попал в лагерь для заключенных, где и провел всю войну. Лагерь стал его самым главным «институтом жизни». От жизни в роскоши остались только воспоминания, пришлось быстро повзрослеть и научится выживать. Все детские иллюзии разбились. Осталось не потеряться в круговороте хаоса и безумия и сохранить веру в светлое будущее и достоинство.

    «Империя солнца» вроде и похож на стандартные работы Спилберга, но этот фильм явный переход от красивых эффектов в сторону более эмоционального показа событий. И все же Спилберг все еще пытается выдержать золотую середину, балансируя между красивой картинкой и наблюдением за маленьким человеком в огромном жернове истории. Спилберг только начинает дистанцироваться, пытаясь чтобы зритель был просто наблюдателем, делающим выводы, но все же порой не сдерживается и впускается в излишний мелодраматизм, а в эпизодах, где мелодраматизм как раз был бы уместным почему то пытается от него уйти. Может, я заблуждаюсь, но именно так мне показалось.

    И все же фильм получился достойным, зрелищным и красивым. Теперь этот фильм один из многих фильмов режиссера, чем то уступающий другим работам, но по крайней мере это не худшее творение мэтра.

    Юный Кристиан Бэйл отлично исполнил роль английского подростка Джима. Теперь Бэйл звезда, а ведь на то время, когда снимался фильм, он был почти никому не известным юным мальчишкой, только начавшим свою кинематографическую карьеру. Однако кинематографический трамплин оказался для него самым подходящим.

    Фильм был выдвинут на соискание 5 премий «Оскар» (работа оператора, декорации, костюмы, звук, монтаж, музыка), но оказался под наградным катком «Последнего императора».

    10 октября 2009 | 17:45

    Джима Грэхема интересует всё, что связано с небом, он явно мечтает стать пилотом. Но он — пока всего лишь одиннадцатилетний мальчик из достойной английской семьи, которая живёт в Шанхае. На дворе 1941 год, но он беспечно носится повсюду с моделями самолётов, пишет книгу про бридж и очень любит поболтать об интересующих его вещах. Родители мальчика выглядят довольно скучными английскими богачами и им самим занимаются мало, и страсть сына к самолётам едва ли разделяют. О чём скоро пожалеют, ибо картина детской кроватки с кружащими над ней игрушечными самолётами быстро сменяется для Джима жужжанием настоящих в небе низко над городом. В толпе спасающихся бегством людей он останавливается, чтобы подобрать любимый самолётик (о, дети!), и осознаёт, что отпустил руку матери.

    Именно о злоключениях маленького Джима и пойдёт речь в этом нетипичном для Стивена Спилберга фильме. Он повстречает на улицах Шанхая предприимчивого проходимца Бэйзи и вместе с ним на четыре долгих года окажется в плену в японском лагере, где и проявит свои лучшие качества.

    Фильм оставил у меня светлое, но неопределённое впечатление. Возможно, это связано с тем, что Спилберг взялся за съёмки уже сотни раз обыгранной военной тематики, рассмотренной режиссёрами разных стран с самых разных сторон. Поэтому привычно наблюдать за постепенно меняющимся характером Джима, осваивающегося в лагере и проявляющего недюжинное старание, чтобы угодить мерзавцу Бэйзи. Тот многое обещает ему, а мальчик — нет, уже почти юноша — слишком доверчив. Да, вновь перед нами раскрывается тема лишений, предательства, твёрдости духа и веры в мечту. Может, режиссёру и трудно было бы раскрыть все карты менее, чем за два с половиной часа, — всё же фильм великоват, хотя я бы не назвал его скучным или затянутым. Просто это характерная особенность военных лент.

    Главное достоинство «Империи Солнца» скорее в визуальной и музыкальной составляющих. Недаром я говорил о светлом впечатлении — в фильме действительно можно почувствовать как бы силу солнца и радости и их победу над мрачной реальностью в те моменты, когда Джим проявляет свою детскую непосредственность. Он постоянно не даёт себе скучать, занимаясь порой странными вещами, к примеру, катаясь по дому на велосипеде; в плену внешняя суровость и закалка не убивают в нём желания всем помочь и всех спасти; о том же говорит и его наивная преданность Бэйзи. И есть у него ещё одна черта, которая, как мне кажется, является для режиссёра основополагающей: он не ощущает в себе ненависти к врагу, как таковой. И мне он напоминает героя Тома Конти из фильма Нагисы Осимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», который был своего рода посредником между британскими военнопленными и начальником японского лагеря (сюжет фильма почти тот же самый) и при этом чтил японцев и их культуру, не делая из них монстров и нелюдей, намеренно издевающихся над пленными. Так же и Джим: для него японские лётчики — пример беспредельной человеческой храбрости, и он из уважения к ним отдаёт им честь и даже провожает песней в смертельный полёт. А его ангельски чистый и звучный голос поражает всех до глубины души и даёт понять истинную, незамутнённую войной суть вещей.

    Любопытно, что Спилберг сменил в режиссёрском кресле двух других постановщиков, одним из которых был Дэвид Лин, снявший ещё одну известную ленту про войну и тоже с похожим сюжетом — «Мост через реку Квай». Кто знает, может быть, этот фильм был бы иным, останься Лин у руля. Но в любом случае Стивен Спилберг вместе со своим постоянным коллегой, композитором Джоном Уильямсом (именно он автор всей замечательной музыки), проделал хорошую работу, снял всё-таки убедительный, в меру пафосный, драматичный и главное — не такой уж зрелищный фильм, что по грустной иронии сказалось на его провале в американском прокате, в отличие, скажем, от его же картины «Цветы лиловые полей» (не самая плохая, но явно типичная слезливая американская мелодрама). Вот так чаще всего и случается — стоит режиссёру немного повысить планку творческой серьёзности, как зрители тут же инстинктивно реагируют неприятием. Делайте выводы сами.

    И, конечно, отдельная заслуга принадлежит тринадцатилетнему Кристиану Бэйлу, сыгравшему свою первую серьёзную роль, благодаря которому «Империя» и обрела свет «Солнца». Запоминающейся была и роль Джона Малковича, у которого настоящий талант тонко играть отрицательные роли. И ещё — в фильме якобы засветился неизвестный тогда Бен Стиллер, но что-то я его не признал.

    А «Империя Солнца» получает

    8 из 10

    30 января 2015 | 13:39

    Не знаю, поймёте вы или нет, но этот фильм мне одновременно понравился и разочаровал. Ниже я попытаюсь раскрыть причины столь нетипичного для киноманов чувства.

    Начну с того, что меня действительно зацепило. Это, в первую очередь, грамотный и интересный сюжет. Главный герой фильма совсем ещё юный мальчик Джимм за те 3 года, которые перед нами предстают на киноленте, взрослеет и превращается в удручённого опытом «старика», если проводить параллели с сюжетом фильма, то он превращается из чопорного англичанина в открытого и нагловатого американца. А как же иначе? Вот только что он беззаботно жил в богатенькой семье шанхайского владельца завода, а через какие-то пару недель попадает в японский плен. Ещё хочется выделить отдельно Бэйла, который в свои-то 12 лет демонстрирует уверенную актёрскую игру, что тут сказать? Талантище!

    Теперь минус. Наверное, все вы и без меня прекрасно наслышаны о судьбе граждан СССР в немецких концлагерях, как там над ними издевались, проводили опыты, заставляли с утра до ночи работать, скудно кормили, причём делали это обычными помоями. По сравнению, например, с Треблинкой лагерь военнопленных англичан выглядит самым настоящим райским уголком! Я прекрасно понимаю, что обычные американцы слабо освещены по поводу нацистских изуверств… ну а мы-то, о них прекрасно наслышаны!

    В общем. Фильм просто классный, он наглядно показывает, что и в 14 лет можно стать стариком. Стариком не по возрасту, а по опыту и перенесённым испытаниям. Ну а всё это вкупе с интересным сюжетом и классной игрой актёров делает «Империю Солнца» одним из самых качественных произведений, которых я когда-либо видел. Однако проводить какие-то аналогии с немецкими лагерями смерти, ну или же просто с концлагерями, ни в коем случае нельзя.

    Оценка 8 из 10.

    17 декабря 2009 | 23:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    Актриса Стэйси Мартин, дебютировавшая у Ларса фон Триера в дилогии «Нимфоманка», примет участие в экранизации антиутопии британского писателя Джеймса Грэма Балларда «Высотка». Режиссер фильма — Бен Уитли. В проекте заняты Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиенна Миллер, Люк Эванс и Элизабет Мосс(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Что объединяет фильмы «Молчание ягнят», «Человек дождя», «Умница Уилл Хантинг»? Не только победы на «Оскаре» или места в нашем Топ-250. Их европейская или мировая премьера состоялась именно на Берлинском кинофестивале. КиноПоиск рассказывает про 15 фильмов Берлинале, которые впоследствии стали хитами и доказали, что следить за этим смотром нужно с особенным интересом. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    45.Огни большого городаCity Lights8.461
    46.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.460
    47.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.458
    48.Унесённые призракамиSen to Chihiro no kamikakushi8.457
    49.ТитаникTitanic8.456
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.62%
    7.Призрак в доспехахGhost in the Shell95.33%
    8.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project95.29%
    9.Дом странных детей Мисс ПерегринMiss Peregrine's Home for Peculiar Children95.08%
    10.Девушка в поездеThe Girl on the Train95.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Главная улицаCalle Mayor3
    Обитатели университетаMahalai sayongkwan3
    ВаркрафтWarcraft36
    Человек-паук 2Spider-Man 298
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass14
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.380
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.826
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.579
    Angry Birds в киноAngry Birds6.546
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры