всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок Макдауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм Макдауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3191 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Стэнли Кубрик — один их тех режиссёров (так и хочется сказать один режиссёр), что снимают за всю свою жизнь порядка пятнадцати фильмов, но так, чтобы после него это наследие осталось и более того — продолжало жить, приобретая со временем культовые формы. Действительно, фильмы Кубрика и по сей день остаются одним из самых противоречивых явлений мирового кинематографа — за них готовы драться, их готовы поливать грязью, считать безвкусицей и боготворить. Практически каждая картина сего режиссёра становилась впоследствии культовой, а некоторые — и вовсе явлением. Данное явление «Заводной апельсин».

    Смотря на картину сегодняшним очерствевшем взглядом, глазами, что казалось бы повидали уже так много — все эти напасти, сама форма содержания в виде «ультранасилия», жестокости без какого-либо закона и кармы уже понимаешь почему так скучно при просмотре. Но стоит тут же посмотреть на год производства фильма и тогда вполне логичным будет как минимум ахнуть. В те времена, когда в советской России ещё не появляется «Эммануэль», Кубрик уже снимает такое, что снимают сейчас, в 21 веке. Режиссёр-провидец изливает своё видение нашей с вами современной, глобализированной сути человека-животного, человека каменных джунглей. Тот же ХайТэк стиль, больше свойственный современным квартирам тогда словно намеренно показывает нас с вами в будущем, то, чем все мы охвачены в той или иной степени, но умело это скрываем.

    Итак, стоит разобрать самого Алекса, блестяще сыгранного Малкольмом МакДауэллом, что в последствии будет играть в кино всю жизнь. Насилие рождаётся в самом Алексе, но идёт скорее из мира сего, из общества и из той свободы, что была уже тогда. Сейчас, собственно говоря, её гораздо больше при гораздо большем кол-ве лиц в правоохранительных органах — ещё одно видение будущей ситуации Кубрика. Алекс считает, что всё ему позволительно — он просто берёт, не задумываясь над тем, что его кто-то может остановить. Но в последствии его останавливает не кто-то, а что-то — он сам. Его сущность в нём играет злую шутку, сущность, которую обманным путём решили посадить в клетку и обливать ледяной водой каждый раз, когда захочется убить кого-нибудь, изнасиловать… И вспоминается история с Франкенштейном, здесь словно убив в нём монстра — они создали другого монстра, уродливого и беззащитного. Монстром он предстаёт в «современном» обществе именно благодаря своему уродству, уродство же идёт из его прошлых поступков, активно печатаемых в газетах. Делая из него беспомощного гражданина, они напрочь забывают о том, в какой именно среде крутился этот молодой человек и что с ним будет на пути исцеления.

    И всё ту же старую истину, активно пропагандируемую больше в современном обществе, нежели тогда (если не брать новый завет в расчёт) читает нам с экранов Кубрик в лице ультранасилия — «Не плати злом за зло». И вот ультранасилие уже в руках у старикана-писателя, что ещё недавно сам был жертвой этого ужасного явления человеческой сущности — глаза зловеще смотрят вверх, сумасшедшая улыбка и изгибающийся от боли и тошноты Алекс, собирающийся покончить с собой. Всё это лишь итог той истины, что идёт из верховных деяний, высших и самых светлых. Кубрик, даже глубоко неверующим человеком всё равно мог бы снять этот фильм, исполняя роль пророка на творческий эпостасии, режиссёр как современная альтернатива картинам великих художников другой эпохи.

    Кубрик — явление, фильм — воплощение культовости. О нём и о самом фильме можно говорить очень долго, рассматривать как критику, так и восторженные возгласы и одной рецензии не хватит.

    Один из самых противоречивых фильмов мирового кинематографа, возможно, самого культового режиссёра, проповедующий нам о том, что «ультранасилем нельзя платить за ультранасилие». Алекс торжествует.

    11 августа 2011 | 20:54

    Выскажусь коротко: пока всякие субкультуры, евреи, негры попадают под гнёт, выродков типа Алекса жалеют. Раскритиковали всех: церковь, родителей, его дружков и власть. А по мне, у каждого человека есть своя голова на плечах.

    А теперь представьте такую ситуацию: вашего любимого человека изнасиловал или убил тот же самый Алекс. Вы по-прежнему будете считать, что во всём виновато общество?

    Вывод: в погоне за моралью, мы оправдали (!) убийцу и насильника. Вот только на вряд ли Бог будет разбираться (если он есть), виноваты тут родители, власть и всё перечисленное выше или нет.

    Фильм культовый. Многие его разобрали по полочкам, остальные обольют его грязью. А третьи просто будут получать удовольствие, не парясь о какой-то морали. И последние будут правы.

    P.S. А вот родителей Алекса отчасти понимаю, но и не оправдываю. Просто им не повезло с сыном.

    16 мая 2009 | 12:09

    Вот это фильм! Вот это, друзья мои, фильм! Великолепно! Просто гениально! Такую картину мог снять только великий. Этот великий Стэнли Кубрик!

    «Заводной Апельсин» — это один из самых атмосферных, загадочных, и в тоже время «полных» и продуманных фильмов, что я видел!

    Фильм снят в 1971 году по роману знаменитого писателя Энтони Беджерса. Впервые культ, идеология насилия показан так ярко в кино. По началу простенькая, а потом глубоко-философская история преподнесена так необычно, что просто невозможно оторваться от экрана! Каждая деталь, каждая мелочь всё представлено пугающе необычно!

    Естественно, что это кино не для всех, его поймёт далеко не каждый. Эта картина очень «тяжёлая» для просмотра — действительно тяжела, наверно как и наша жизнь… каждый может понять её по своему, найти в ней что-то новое, так может снять только гений…

    Сценарий проработан до мелочей, отличная связка режиссёр-опиратор, прекрасно добавляющая друг друга, великолепный Малькольн МакДауэлл — всё это делает «Апельсин» одним из самых важных и культовых фильмов двадцатого века…

    Гениально! 10 баллов, давно я не смотрел настолько «полной» картины, именно такого кино мне очень не хватает!

    18 февраля 2005 | 06:39

    Фильм «Заводной апельсин» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Берущая за душу история юного мерзавца, заплатившего дорогую цену за свои злодеяния, никого не оставит равнодушным. Можно вести бесконечные дискуссии на тему насилия и способов борьбы с ним, а можно просто посмотреть этот фильм, и эффект, скажу я вам, будет ничуть не хуже.

    Пусть ханжи без умолку твердят о том, что фильм кишит сценами насилия и эротикой. Да по сравнению с современными «шедеврами» кинематографа «Заводной апельсин»-невинная детская сказочка на ночь. Возьмём банальный пример с кровью. Она не растекается по экрану, наводняя съёмочную площадку, как это сейчас модно. Порой у меня складывается такое впечатление, будто нынешние режиссёры думают, что без кровавого месива фильм будет неинтересен зрителю. Сцены с «красным вином» фигурируют в картине от силы 3-4 раза, да и то, например, когда Алекс вспарывает руку «другу»,вылезающему из реки, мы не видим ни самой раны крупным планом, ни алого фонтана из вен.

    Кубрик и Бёрджесс в тандеме создали поистине великое произведение кинематографического искусства, достойное не просто внимания, но и размышлений после просмотра. Да, именно это и привлекло меня в данной картине-призыв к раздумьям, а не просто к любованию «старым добрым ультранасилием». Мне до жути обидно, что сейчас зрителей, словно малолетних детей, пичкают пустышками, не побуждающими пораскинуть мыслями после выхода из кинозала. Переступаешь порог кинотеатра и забываешь, что только что посмотрел. Такое ощущение, будто людей держат не то за стадо баранов, не то за кровожадных vyrodkov.

    Больше всего Стэнли Кубрик боялся, что фильм потеряет актуальность и будет предан забвению, однако тема до сих пор не закрыта, она продолжает волновать миллионы людей по всему миру. Первая сцена фильма, где показано, как Алекс и его дружки избивают ни в чём не повинного старика, напоминает мне наше время, где данная проблема не только не устраняется, но и откровенно замалчивается. Молодым позволено слишком многое, а безнаказанность порождает ещё большее насилие. Так что я смело могу заявить, что Энтони Бёрджесс создал не просто роман, а роман-пророчество, а Кубрик помог этому пророчеству обрести плоть…

    Забудут ли Кубрика? Мой ответ :«Ещё очень и очень нескоро,drugi мои…»

    22 апреля 2011 | 17:45

    А книга-то была хорошая. Тяжелая, страшная, но хорошая.

    А потом пришел Кубрик и устроил из этой книги какой-то фарс, цирк с конями, парад искусственных гениталий и прочих пластиковых декораций.

    Ну, может быть, в те годы это было как-то ново и смело. Я тоже против цензуры в искусстве, но еще более я против намеренных антицензурных «взбрыков», единственная цель которых — всех поразить своим презрением к ханжеству. В какой-то мере это то же ханжество, только со знаком «минус». Мол, вот я какой смелый, я вам покажу пластиковый член во весь экран, а вы и не скажете ничего, ибо сие высокое искусство есть. Честное слово, детский сад.

    Собственно, в этом фильме все очень натужно и довольно скучно. Алекс, который в книге был все-таки еще юнцом, тут — взрослый уже детина, и это очень видно. Не умеет Кубрик делать достоверных подростков из взрослых актеров, это еще и по «Лолите» понятно было. Алекс и его банда, рассекая в необычном прикиде, совершают разные злодеяния так, словно точно знают, что за ними следит камера. А делать из сцены группового изнасилования какой-то балет — просто гадко.

    Стилисту фильма, если был такой, систематически отказывало чувство меры. Мы уже поняли, что в этом альтернативном будущем в моде грубый натурализм и животный секс. Вся эта мишура из порнографических безделушек забивала видеоряд. Я даже подозреваю, что с ее помощью режиссер пытался отвлечь нас от посредственной актерской игры. Вот оператор иногда срабатывал довольно красиво.

    То, что идею Берджеса Кубрик решил не соблюдать — это даже ладно, режиссерское видение. Но насилие в человеческой природе, ценность и самоценность свободы воли — темы слишком глобальные, чтобы к ним подходить так… несерьезно. Да, несерьезно. Масштаб проблематики не соответствует рамкам фильма. Недопрочувствовал, недоработал, заменил искренность асбстрактным мудрствованием и эпатажем. Вышло кисло.

    Зря.

    2 ноября 2010 | 22:48

    Интересный всё же режиссёр, Стэнли Кубрик. За всю свою карьеру снял всего 12 фильмов, но каждый из них по-своему уникален, более того, каждый фильм абсолютно ражно жанра, что делает значимость гения Кубрика более уникальной. «Заводной апельсин». Интересное название для фильма, да и для книги, с таким сюжетом. Если честно, за два просмотра этого фильма я так и не понял суть этого названия, что это значит.

    Главным героем фильма выступает обычный подросток, идущий по ту сторону закона. Сама такая концепция сюжета делает фильм непредсказуемым, ведь главный герой — отрицательный персонаж, в отличие от большинства фильма. С самого первого кадра фильм у зрителя должен вызывать отвращение. Хотя, у меня, лично первый кадр с опьянённым выражением лица главного героя вызывал только смех, предвидя, какого клоуна мне будут показывать весь фильм.

    Малкольм Макдауэлл идеально вписался в роль, словно был рождён для неё. Жаль, что после успеха «Заводного апельсина» хороший актёр скатился в треш, такой ход событий был как минимум неожиданным. Сама же игра Макдауэлла, несмотря на схожесть с его персонажем порой выглядит театрально, от чего от фильма веет таким лёгким налётом эстетства. Но, впрочем, всю многогранность и многоликость своего героя, Макдауэлл воплотил идеально.

    Кроме игры Макдауэлла, касательно актёрской игры, больше, собственно, оценивать не кого. Кроме, разве что, мужика, потерявшего «близкого человека» и свихнувшегося после этого. Но и то, в конце старик изрядно переигрывал, хотя его персонаж получился довольно необычным. Вторым важным моментом фильма является борьба поколений. Она проявляется в противостоянии как отца с сыном, так и молодых со старыми.

    Хотя, первое противостояние выглядит уж больно нарисованным, как мне показалось. Всё очень чётко разделенно, от чего опять же, возникает доля эстетства. Отец как не отец, мать как не мать. Я уже не говорю про парня, снимавшего квартиру главного героя. Этот поц был, видно, включён только ради одной сцены. И мне, как обычному зрителю, такой момент вызывал только улыбку.

    Касательно второго противостояния, здесь мы наблюдаем самый жёсткий ляп в фильме. Старик, которого зверски избил главный герой узнаёт его, хотя во время избиения было темно, герой был в маске, а старик был пьян и ничего не соображал. В этом наблюдается один из минусов фильма. Особенно важным моментом в фильме является музыка. Во-первых, сам «скор» фильма очень красивый и всё время держит внимание, во-вторых, параллель с Бетховеном очень тонко проходит через весь фильм. Вот здесь Кубрик не ошибся.

    В общем фильм очень и очень достойный. Картинка, звук, даже боевые сцены выглядят дальше своего времени. Но, спустя 25 лет выходит фильм, который куда более ярко и реалистично показывает проблемы, заполняющие этот фильм. Этот фильм называется «Дневник баскетболиста». Последнему можно уверенно поставить 10 баллов.

    Фильму Кубрика достаётся девять. И не потому, что Макдауэлл порой наиранно играет, и не потому, что местами вырисовываются глупые ляпы. Просто «Заводной апельсин» более чётко разделяет сюжет на нравственные стороны. Всё просто чётко разделенно на белое и чёрное, от чего фильм излучает своеобразный пафос, от чего нельзя назвать фильм идеальным, но выдающимся — вполне.

    9 из 10

    3 июня 2007 | 16:52

    «Заводной апельсин»… «A clockwork orange»… Словосочетание служащее для характеристики абсурдности, безумия чего-либо у англичан. Да, именно абсурд и безумие мы наблюдаем в фильме.

    Мир в котором общество настолько ослабло, что молодое поколение не видит смысла в соблюдении норм морали стариков. Анархия — вот что главное. И эта анархия хлещет по глазам. Хотя есть ещё методы острастки у властей. Эффективные? Возможно. Но в масштабах проблемы — слабые.

    И Кубрик в фильме, и Бёрджесс в романе показывают нам как мир постепенно скатывается в бездну хаоса. И остановиться на этом пути очень сложно.

    Да, можно с уверенностью сказать, что писатель изобразил всё элегантней режиссёра. Но в этом, как мне кажется, и плюс фильма. Вот вы смотрите на происходящий ужас. Вам противно? Значит это нужно прекратить. Вы перестанете смотреть. А теперь присмотритесь к тому, что нас окружает. Наш мир сейчас уже начинает напоминать «Заводной апельсин». Может стоит задуматься и сделать что-то с миром, а не просто отплёвываться от фильма?

    Уже больше полувека прошло с момента выхода книги и чуть менее полувека с выхода фильма. Это предупреждение нам живущим. Вдруг у вас по соседству уже растёт такой Алекс, ка в фильме?

    Я уважаю и ценю этот фильм, как и книгу. Как мне кажется, это одна из самых удачных экранизаций. Однако не высший бал за местами не очень удачную визуальную составляющую и за попытку выдать актёров-главных героев за подростков, как в книге.

    8 из 10

    10 февраля 2014 | 22:32

    В прокате в России этот фильм вышел где-то в 1999 году. По понятным причинам, в нашу страну подобные фильмы не пропускались.

    Я бы назвала это классической чернухой. Однако, это не сравнить с русскими шедеврами. Типа «Груз 200» и все в таком роде. Да и к тому же. Это же Стенли Кубрик!

    За последние пару лет мое сознание изменилось и я гораздо проще отношусь к подобным фильмам.

    О дааа… Малькольм Мак Дауэлл великолепен.

    Сложно представить, что этот седовласый мужик, когда-то был молодым и привлекательным.

    Не стану пересказывать сюжет, не к чему. Кому надо посмотрит или прочтет на кинопоиске.

    А музыка? О боже, что там за музыка! Классическая, которая ассоциируется с чем-то возвышенным и прекрасным.

    И тут же жестокое насилие.

    У фильма есть смысл. И гласит он о том, что из волка никак не сделать овечку. Никогда!

    Всем советую (точнее людям с крепкими нервами и после 18 лет).

    10 из 10

    2 февраля 2010 | 15:56

    Сразу скажу, что это первый фильм Стэнли Кубрика, который я посмотрел. О культовости этого режиссера я наслышан, ну хоть от его лидерства по количеству работ, представленных в общемировом рейтинге IMDB.

    Я уверен, что раньше этот фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы из-за сцен насилия и сексуального характера. Сразу его не могли принять, уж больно он перевернул представление о кино, не зря он является одним из самых известных фильмов за всю историю. Но если бы только люди 70-ых знали, что такой жестокий фильм по их представлению, не будет считаться таковым для жителей XXI века. По сравнению с персонажами «Городом Бога», «На игле» поведение главного героя Алекса (Малкольм Макдауэл) кажется просто детской шалостью. На тот момент было мало фильмов про маньяков, от того и весь эффект.

    В фильме представлены 2 проблемы: подростковая жестокость и вседозволенность государства. Стэнли Кубрик показал подростковый максимализм, верование в свою гениальность. Банда Алекса своими зверствами просто самоутверждалась. Хрошо раскрыта тема семьи. Нам не показали семьи остальных ребят, но по одному взгляду на родителей Алекса мне понятна главная причина его. маргинальности.

    Но главным подтекстом этого фильма для меня был политический. Быть может кому-то это покажется странным, но именно его Кубрик раскрыл больше всего. Сам процесс привлечения государства к перевоспитанию жестоких отморозков имеет с внешней стороны только самые благие намерения, но, как это зачастую бывает, все не так просто. Прикрываясь своей хорошей инициативой государственный аппарат пытается применить метод зомбирования населения на самых беззащитных слоях общества — зэках. С одной стороны человек имеет отвращение к насилию, а с другой он лишается своей человеческой сущности, теряя способность сделать выбор. Да и финальный эпизод с показной заботой об уроде на публике показывает двуличие государства, которое, если бы Алекс был бы не нужен им, раздавило бы его, наоборот.

    Главный герой в обоих кардинально разных частях своей жизни не вызывает у меня жалости. Как оказалось я был прав. «Насилие порождает только насилие». Смысл этой фразы проявляется не раз в «Заводном апельсине».

    Сложный фильм, для любителей неординарного кино с интеллектуальным посылом.

    8 из 10

    12 февраля 2010 | 21:41

    Стенли Кубрик — мастер оригинального кино. Он был одним из немногих, чьи фильмы до сих пор остаются культовыми, какого бы жанра и характера они ни были. «Заводной апельсин» — один из них. Экранизация одноимённого романа Бриджесса, скандальный, некоторое время запрещённый в Англий, фильм стал значимым в кинематографе.

    Главный герой фильма — бандит-подросток Алекс — человек без принципов, жестокий, беспощадный. Он и его банда каждый вечер посещают пресловутый бар «Корова», где они напиваются молоком с наркотическими добавками, затем совершают различные акты преступления — избивают, насилуют, грабят, убивают. Для Алекса всё это обычное дело, правда до тех пор, пока его не арестовывает полиция и не сажает в тюрьму. Желая поскорее сбавить срок прибывания в тюрьме, Алекс притворяется невинной овечкой и даже соглашается на некое «Лечение», суть которой выработать рефлексы против насилия. Лечение проходит успешно, но не для героя. Не способный проявить какую-либо жестокость, бывший насильник сам становиться жертвой.

    Главная особенность данной картины — его тема. Тема насилия, жестокости, которая проявляется практически везде. Алекс — главный героев — один из его примеров. С самого начала он предстает перед зрителем аморальным, его действия полны коварности и вызывают у нас отвращение. Например, знаменитая сцена в доме писателя, ставшего жертвой банды. Алекс не лишён ума и некоторого обаяния, что делает его уникальным среди обитателей этого мира. Придя домой, спокойный, он включает композицию Бетховена, во время которой у него перед глазами встают сцены убийств и прочее. Его не волнует то, что он совершает, и мы совершенно не можем понять почему? Почему он всё это делает?

    Ответ прост. Мир «Заводного Апельсина», по мнению Кубрика, представляет собой смесь мрачности и пошлости. Культура будущей Англий стала извращённее — столики бара в виде обнажённых женщин, огромные скульптуры фаллоса и прочее создают негативную атмосферу в фильме. Будущее, с его правилами порождает в герое натуральное бунтарство, которое он выражает через насилие.

    После того, как герой меняется, мы видим жестокость, выраженную в другом плане — правительство, построившее свою демократию, представляет собой натуральную антиутопию. Они делают Алекса примером изменения человеческих принципов, лишая того права выбора, делают из него натуральную жертву. Те люди, которым каким-то образом навредил герой сами превращаются в зверей, начисто лишённых сочувствия, они уже больше не жертвы, они — охотники. Алекс немедленно становится жертвой такого натиска и мы резко меняем своё мнение по отношению к герою. А его финальное перерождение даёт зрителю понять, что он не собирается просто так сдаваться, что человеческая природа стоит гораздо выше тотального контроля.

    Композиций фильма придают ироничный оттенок, что выглядит довольно забавно, если учесть главную проблему фильма и атмосферу Англий будущего.

    Фильм Кубрика, несмотря на свою гениальность, не лишён жестоких сцен. Приготовьтесь лицезреть сцены насилия, жестокости, постельных моментов без какой-либо цензуры. Поначалу это выглядит крайне дико и вызывает отвращение у зрителя, но сама гениальность Кубрика и Бриджесса в том, что мы вынужденны всё это смотреть, проникнуться ко всему этому, чтобы мы задумались. И да, после просмотра финальной сцены мы вольны думать над происходящим и гадать, что будет дальше.

    Актёрская игра, как и во всех фильмах Кубрика, гениальна. Молодой (на тот момент) актёр Малькольм Макдауэлл сумел передать нам все качества главного героя, он сумел показать его переход от охотника к жертве. Его мимика, жесты, сарказм только придают уникальность герою, и за это стоит благодарить только Макдауэлла. Другие же актёры, играющие банду Алекса, его жертв тоже не лишены идеальности, благодаря чему нам удается полностью проникнуться к ним.

    Вердикт: Очередное гениальное произведение Кубрика, ставшее самым противоречивым за всю историю кинематографа и творчества режиссёра.

    9 из 10

    21 июля 2012 | 23:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 481 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    9 мая в прокат вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», в котором юные студентки колледжа сначала весьма нестандартным путем добывают деньги себе на каникулы, а потом уходят в окончательный и бесповоротный отрыв. КиноПоиск вспоминает самых неудержимых подростков-бунтарей в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Никаких добрых делNo Good Deed24 250 283
    2.История дельфина 2Dolphin Tale 215 873 397
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8 102 358
    4.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles4 855 136
    5.Типа копыLet's Be Cops4 378 297
    12.09 — 14.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    240.АнастасияAnastasia8.086
    241.Секреты Лос-АнджелесаL.A. Confidential8.085
    242.Трасса 60Interstate 608.084
    243.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.083
    244.Брат 28.083
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.ЯростьFury93.77%
    22.Черная мессаBlack Mass93.74%
    23.СтрингерNightcrawler93.72%
    24.СудьяThe Judge93.63%
    25.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.31%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Пуэнт-КуртLa Pointe-Courte2
    Жизнь как приговорLife11
    Голова2
    Как приручить дракона 2How to Train Your Dragon 2127
    ТуманThe Fog30
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.168
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.237
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.375
    Корпоратив4.462
    Человек ноябряThe November Man6.010
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры