всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3297 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Стэнли Кубрик — один их тех режиссёров (так и хочется сказать один режиссёр), что снимают за всю свою жизнь порядка пятнадцати фильмов, но так, чтобы после него это наследие осталось и более того — продолжало жить, приобретая со временем культовые формы. Действительно, фильмы Кубрика и по сей день остаются одним из самых противоречивых явлений мирового кинематографа — за них готовы драться, их готовы поливать грязью, считать безвкусицей и боготворить. Практически каждая картина сего режиссёра становилась впоследствии культовой, а некоторые — и вовсе явлением. Данное явление «Заводной апельсин».

    Смотря на картину сегодняшним очерствевшем взглядом, глазами, что казалось бы повидали уже так много — все эти напасти, сама форма содержания в виде «ультранасилия», жестокости без какого-либо закона и кармы уже понимаешь почему так скучно при просмотре. Но стоит тут же посмотреть на год производства фильма и тогда вполне логичным будет как минимум ахнуть. В те времена, когда в советской России ещё не появляется «Эммануэль», Кубрик уже снимает такое, что снимают сейчас, в 21 веке. Режиссёр-провидец изливает своё видение нашей с вами современной, глобализированной сути человека-животного, человека каменных джунглей. Тот же ХайТэк стиль, больше свойственный современным квартирам тогда словно намеренно показывает нас с вами в будущем, то, чем все мы охвачены в той или иной степени, но умело это скрываем.

    Итак, стоит разобрать самого Алекса, блестяще сыгранного Малкольмом МакДауэллом, что в последствии будет играть в кино всю жизнь. Насилие рождаётся в самом Алексе, но идёт скорее из мира сего, из общества и из той свободы, что была уже тогда. Сейчас, собственно говоря, её гораздо больше при гораздо большем кол-ве лиц в правоохранительных органах — ещё одно видение будущей ситуации Кубрика. Алекс считает, что всё ему позволительно — он просто берёт, не задумываясь над тем, что его кто-то может остановить. Но в последствии его останавливает не кто-то, а что-то — он сам. Его сущность в нём играет злую шутку, сущность, которую обманным путём решили посадить в клетку и обливать ледяной водой каждый раз, когда захочется убить кого-нибудь, изнасиловать… И вспоминается история с Франкенштейном, здесь словно убив в нём монстра — они создали другого монстра, уродливого и беззащитного. Монстром он предстаёт в «современном» обществе именно благодаря своему уродству, уродство же идёт из его прошлых поступков, активно печатаемых в газетах. Делая из него беспомощного гражданина, они напрочь забывают о том, в какой именно среде крутился этот молодой человек и что с ним будет на пути исцеления.

    И всё ту же старую истину, активно пропагандируемую больше в современном обществе, нежели тогда (если не брать новый завет в расчёт) читает нам с экранов Кубрик в лице ультранасилия — «Не плати злом за зло». И вот ультранасилие уже в руках у старикана-писателя, что ещё недавно сам был жертвой этого ужасного явления человеческой сущности — глаза зловеще смотрят вверх, сумасшедшая улыбка и изгибающийся от боли и тошноты Алекс, собирающийся покончить с собой. Всё это лишь итог той истины, что идёт из верховных деяний, высших и самых светлых. Кубрик, даже глубоко неверующим человеком всё равно мог бы снять этот фильм, исполняя роль пророка на творческий эпостасии, режиссёр как современная альтернатива картинам великих художников другой эпохи.

    Кубрик — явление, фильм — воплощение культовости. О нём и о самом фильме можно говорить очень долго, рассматривать как критику, так и восторженные возгласы и одной рецензии не хватит.

    Один из самых противоречивых фильмов мирового кинематографа, возможно, самого культового режиссёра, проповедующий нам о том, что «ультранасилем нельзя платить за ультранасилие». Алекс торжествует.

    11 августа 2011 | 20:54

    Всё познаётся в сравнении, и невозможно в полной мере оценить это кино, не прочитав книгу. Одни и те же герои, но совершенно разные исполнение и финал.

    О чем книга.

    О подростковой жестокости, юношеском цинизме и ненависти ко всему миру. «Заводной апельсин» — незрелый человек, подросток. Это плод Божий, Бог завел его, и вот он идет по прямой, круша всё на своем пути. Непреодолимое желание уничтожать, топтать — сущность заводного апельсина, последствие его неспособности еще управлять собой и нравственной неразвитости.

    Склонность к насилию — явление неизбежное, вечное, продиктованное природой, но в подростковом социуме она содержится в повышенной концентрации.

    Насильно насаждать гуманизм, добро, общечеловеческие стандарты поведения в заводном апельсине, загонять его в рамки и лишать свободы выбора в том, как мыслить и жить — бессмысленно, безрезультатно. Это ломка личности, но не решение проблемы. Автор оставляет право выбора за самим тинейджером, только он сам, взрослея, отказываясь от прежнего образа мыслей, из безмозглой машинки становится человеком.

    О чем фильм.

    Фильм — пародия на мрачную, страшноватую историю, поведанную Берджессом. От книги осталась только хорда — то есть последовательность событий, основа сюжета. Но зверь, сконструированный Кубриком на этом позвоночнике — совершенно другой. Странный, аляповатый и по-шутовски скалозубый. Он поверг меня сначала в недоумение, так как ожидалась депрессивная, тяжелая повесть. Затем к нему возник интерес, а под конец — и симпатия.

    Страшно было начинать смотреть фильм, зная, что главному герою Берджесса — насильнику и убийце Алексу — пятнадцать лет, его жертвы — десятилетние девочки и беспомощные старики. Но у Кубрика мир взрослый, и детям в нем делать нечего. Вместо девочек — разбитные дамочки, а сам Алекс и Ко — очень даже взрослые подлецы. Кстати, интеллигентных пенсионеров заменили пожилые спившиеся бомжи. Но, главное, подача: нелепая, буйная квазиреальность. На том вздохнулось с облегчением — можно смотреть, не закрывать от ужаса глаза, иногда даже улыбаться и с головой погружаться в кричащий, хипповатый параллельный мир в духе семидесятых.

    Кубрик интерпретировал социальный кошмар в театральный крышеснос. Но, как ни странно, в его основе залег более глобальный вопрос: а возможно вы «вылечить» от тяги к насилию человека как такового.

    Смехотворность подобной идеи, наивность надежды на искоренение в человеке темных начал, подчеркнута великолепным фарсом, перегибанием палки в каждой сцене, в каждом выражении эмоции. Костюмы, поведение героев, антураж — всё это маскарад безумия под светлую классическую музыку.

    Невозможно серьезно отнестись к мнимому порнографизму творения Кубрика, который многих так шокировал и оттолкнул. Трехбуквенный вандализм на стенах домов, эротическое безобразие под личиной авангардной живописи в доме пожилой «птицы» и столы в виде голых девиц в баре, фрейдистское мороженое в руках «кис» и столь же красноречивая маска главного героя, тема «старого, доброго сунь-вынь», красной нитью проходящая через всё повествование — не что иное, как утрированное выражение нигилистическо-пофигистической философии «f**k them all», которой руководствуются безжалостные разрушители общественных устоев. И его апофеоз — расквашивание законопорядочной гражданки керамическим колоссом в виде известной части тела.

    Притом, само насилие преподнесено аккуратно и специфично, не имея ничего общего с современными слишком натуралистичными кровавыми кинобифштексами.

    Актерам дали возможность удариться во все тяжкие и переигрывать сколько влезет, что отлично сработало, придав всей истории нужную комичную театральность. МакДауэлл со своим взглядом исподлобья, хищным искривленным ртом и просто завораживающей мимикой моментально привязывает к экрану, с первых кадров. Великолепная работа.

    Кубрик филигранно простебался над проблемой искоренения насилия в обществе, доказав ее утопичность. У Берджесса юный убийца вдруг резко захотел жениться, нарожать детей и стать мирным, среднестатистическим гражданином. Странное такое, неожиданное чудо. У Кубрика в финале Алекс ведет себя совершенно иначе. И несмотя на всю нелепицу происходящего на экране, именно этот фарс и похож больше всего на реальную жизнь.

    10 из 10

    21 марта 2013 | 20:19

    Сразу скажу, что это первый фильм Стэнли Кубрика, который я посмотрел. О культовости этого режиссера я наслышан, ну хоть от его лидерства по количеству работ, представленных в общемировом рейтинге IMDB.

    Я уверен, что раньше этот фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы из-за сцен насилия и сексуального характера. Сразу его не могли принять, уж больно он перевернул представление о кино, не зря он является одним из самых известных фильмов за всю историю. Но если бы только люди 70-ых знали, что такой жестокий фильм по их представлению, не будет считаться таковым для жителей XXI века. По сравнению с персонажами «Городом Бога», «На игле» поведение главного героя Алекса (Малкольм Макдауэл) кажется просто детской шалостью. На тот момент было мало фильмов про маньяков, от того и весь эффект.

    В фильме представлены 2 проблемы: подростковая жестокость и вседозволенность государства. Стэнли Кубрик показал подростковый максимализм, верование в свою гениальность. Банда Алекса своими зверствами просто самоутверждалась. Хрошо раскрыта тема семьи. Нам не показали семьи остальных ребят, но по одному взгляду на родителей Алекса мне понятна главная причина его. маргинальности.

    Но главным подтекстом этого фильма для меня был политический. Быть может кому-то это покажется странным, но именно его Кубрик раскрыл больше всего. Сам процесс привлечения государства к перевоспитанию жестоких отморозков имеет с внешней стороны только самые благие намерения, но, как это зачастую бывает, все не так просто. Прикрываясь своей хорошей инициативой государственный аппарат пытается применить метод зомбирования населения на самых беззащитных слоях общества — зэках. С одной стороны человек имеет отвращение к насилию, а с другой он лишается своей человеческой сущности, теряя способность сделать выбор. Да и финальный эпизод с показной заботой об уроде на публике показывает двуличие государства, которое, если бы Алекс был бы не нужен им, раздавило бы его, наоборот.

    Главный герой в обоих кардинально разных частях своей жизни не вызывает у меня жалости. Как оказалось я был прав. «Насилие порождает только насилие». Смысл этой фразы проявляется не раз в «Заводном апельсине».

    Сложный фильм, для любителей неординарного кино с интеллектуальным посылом.

    8 из 10

    12 февраля 2010 | 21:41

    Много сказано уже про данный фильм… Фильм откровенный, дерзкий — очередной вызов Мастера обществу и очень даже удачный. Жанр фильма, наверно можно определить как антиутопия с глубокими корнями социальной драмы. Так ли сильно отличается открытая агрессия от скрытых проявлений законов социума — может дело всего лишь в выражении всего этого?

    Общество и Зло живут в тесном симбиозе, второе медленно, но верно течёт в первом и в то же время — вот система парадоксов — общество начинает очень бурно реагировать на всплески этого зла, не замечая и не беспокоясь о его течении в самых недрах… Да, действительно — Алекс, неуравновешенный вандал, не имеющий уважения к чужим моральным и физическим ценностям, НО данный взгляд на ситуацию совершенно с другой, необычной и неординарной стороны призмы — Чему вы шокируетесь и ужасаетесь, если человек, которого лишаешь этого зла, становится беспомощным в вашем обществе и шансы выжить его снижены до минимума? Может это всего лишь защитная реакция? Панцирь? Броня? Латы, помогающие хоть как-то существовать в этом мире? Но, чуть только дав это понять зрителю, Кубрик словно говорит: нет-нет, я не навязываю — я в этом вопросе беспристрастен… Поэтому, к концу фильма к Алексу не испытываешь ни ненависти, ни сожаления — обычный продукт своего общества, которых тысячи…

    Кубрик снова даёт зрителю полёт фантазии и желание думать — намеренно не показывая последнюю главу написанную Бёрджессом, в которой много проясняется. Кубрик снимает своё виденье, чтобы мозг постоянно точила мысль о просмотренном на экране. Он намеренно избавляется от трёх упоминаний о самой сути названия, которые встречаются в книге:

    1. В доме, куда Алекс врывается со своими друзьями литератор пишет книгу под названием «Заводной Апельсин» — О человеке, как таковом, которому по природе свойственна доброта, но он вынужден быть загнан в механизм закона и установок — Кубрик игнорирует это — Алекс просто распинывает в фильме печатную машинку и полки с книгами;

    2. В последней главе Алекс размышляет о движении жизни, определённый круговорот griaznogo i voniutshego апельсина;

    3. Ну и последнее, это наверно объяснение Алексом (оправдание?) своих действий, когда юность он сравнивает с заводной shtutshkoi, которая движется только по прямой, без отклонений и не может остановиться пока не кончится завод — наверно к этому и склоняется Кубрик, берёт именно эту идею и рассматривает её более детально чем остальные (и в этом весь Кубрик), поэтому и название фильма у Мастера всё-таки истинно «Заводной человек»…

    Помимо действительно хорошей игры МакДауэлла, хочу отметить понравившиеся мелкие детали, к которым Кубрик просто не равнодушен и которые делают «Заводной апельсин» именно насыщенным — футуристическая атмосфера, которая в принципе не описывается у Бёрджесса, не характеризует время происходящего; ну и одна из моих любимых деталей — это статуэтка «4 танцующих Христа»; позабавил также плакат на фильм «2001 — Космическая Одиссея» в музыкальной лавке, да и, как сказал Алекс: и всякий прочий kal, в хорошем смысле этого слова…

    22 декабря 2008 | 01:26

    Кино-антиутопия от Кубрика — событие вполне ожидаемое, учитывая характер автора и его отношение к окружающему миру. В данном случае мы затрагиваем экранизацию знаменитого романа «Заводной апельсин» от писателя Энтони Бёрджесса. Он повествует об отдельном временном отрезке жизни Алекса — хулигана, преступника, и просто нехорошего человека; а в объективном смысле — о природе преступности в целом. Загремев в тюрьму после очередного преступления, он, будучи смышленым пареньком, подписывается на сомнительный эксперимент, цель которого — устранение всякого рода насилия из сознания преступника, превращение его, таким образом, в крайне уязвимое для издевательств окружающих существо.

    При первом же просмотре ясно прослеживается яркий, преисполненный пессимизма протест Кубрика по отношению к будущей модели общества (а в чем-то и настоящей), подавляющей волю человека, а также против карательной психиатрии, превращающей людей в бездушных зомби. Кубрик в своем фильме провел целое исследование по поводу агрессивности людей, в том числе — как она соотносится с искусством. Настолько извращенного, пугающе реалистичного взгляда на данный вопрос не смог превзойти никто. «Заводной апельсин» разрушил стереотипы, режиссер смог показать то, что общество не хотело видеть и всячески избегало упоминания об этом, а именно — подростковое насилие и причины его возникновения.

    От просмотра творения Кубрика невозможно оторваться. Во многом посодействовал персонаж Малкольма МакДауэлла — этакий интеллектуальный социопат, зло в своем физическом обличие, чью волю к насилию не смогло остановить даже собственное самоубийство, не говоря уже о науке. Актер многим пожертвовал ради роли, и чуть было не поплатился жизнью за нее во время съемок. Но результат стоил ожиданий, «Заводной апельсин» — на редкость прекрасное в своем депрессивном цинизме кино.

    14 июня 2012 | 14:52

    Я никогда раннее не писала рецензий и эта — моя первая. Отчего же я выбрала именно «Заводной апельсин»? Думаю, мне стоит отдать должное хорошо переданной смелости и остроте картины. Нельзя не назвать смелым фильм, в котором обнажаются многие пороки молодёжи до такой степени, что невольно начинаешь видеть красоту всех злодеяний главных героев, даже и осознавая что их поступки являются неправильными.

    Смотрела я фильм без какой-либо подготовки, не читая книги, не прокрутив мысленно предыдущие работы Кубрика или картины с Малкольмом МакДауэллом в главной роли. Можно назвать это непредвзятым первым впечатлением.

    «Заводной апельсин» — как я и думала, определённо, фильм не для каждого. Из ненагружённого разговорами, лёгкого, в некотором смысле запретного фильма-картинки, он превращается в тяжёлую психологическую историю, над которой стоит поразмыслить. Лично меня посетило ощущение, что сначала я смотрела один фильм, а затем переключила на другой, но впечатление от этого не изменяется, а даже наоборот. Если бы на протяжении всего фильма показывали разбои банды, главарём которой являлся Алекс (хочется подметить, что Малкольм МакДауэлл как никто другой подходит на эту роль), то это было бы не столь интересно, нежели попытки исправления преступника с помощью специальной методики. Но методика эта приносит неприятные последствия для нашего антигероя в виде выработавшегося блевотного рефлекса, при попытке совершить одну из тех жестокостей, которые показывают ему на экране бессчётное количество раз. Как же нелегко приходится Алексу при невольной тошноте от тех преступлений, которыми его не корми, он всё равно сыт не будет. Начинается внутренняя борьба со всеми его «увлечениями» и тем, что пытаются впихнуть в его подсознание. Даже от его любимой «Симфонии N9» Бетховена его тянет к раковине — очиститься. А всё потому, что в одном из показываемых ему фильмов звучала эта музыка.

    Фильм основывается на принципе «насилие устраняется насилием». Может быть так и есть. Зло порождает зло, оно же его и способно истребить. Но вследствие этого порождается новое, ещё большее зло. В общем, всё как и в жизни. Мы никогда не будем жить в идеальной стране без преступности, так как всегда нужно уравновешивать плохое и хорошее. Как говорится, иначе жилось бы скучно.

    Также фильм подкреплён забавными моментами, которые великолепно разряжают напряжённую обстановку каждого кадра, от которой не знаешь чего ожидать. Даже не верится, что поначалу такой несерьёзный фильм, становится направлен на искоренение зла. Но, конечно же, ничего не удаётся. И всё это мы узнаём только после того, как уже чуть было не начали верить в обратное. В конце фильма все стрелки и обвинения благополучно переводятся на правительство. Забавно.

    Хотелось бы уделить внимание заключающим сценам фильма. Тем самым моментам, когда Алекс попадает в места, в которых уже бывал ранее и встречается с людьми, которые в его «прошлой жизни» как никто другой познали его жестокость, впоследствии которой они получили немалые психологические травмы. Даже при виде исправившегося Алеска они не готовы его простить и помочь ему. Кто знает, может если бы сложилось иначе, он бы и смог в дальнейшем удержаться, живя спокойно и никого не трогая.

    Фильм неповторим и единственен в своём роде.

    Спасибо невероятной игре Малкольма МакДауэлла, идеально подходящим костюмам героев, отличным шуткам; появляющимся на протяжении всего фильма с неестественным цветом волос девушкам и конечно же подпрыгивающему и резко говорящему старшему офицеру Барнсу.

    10 из 10

    12 октября 2012 | 23:16

    Накушавшись молока с наркотиками в баре «Корова», Алекс и трое его droogs, как обычно, отправляются развлекаться: делать cunn-vynn с 12-летними девочками, или биться с бандой других таких же отмороженных подростков. Однажды эти демоны ночи облачаются в маски и вламываются в некий респектабельный дом. Надругавшись над хозяйкой, Алекс не находит ничего более интересного как насмерть забить мадам огромной фаллической моделью.

    За это преступление его приговаривают к 14 годам тюрьмы, где он добровольно соглашается пройти терапевтическую стерилизацию мозгов, дающую шанс выйти на свободу не только с чистой совестью, но и раньше срока. Алекса подвергают специальной гипнообработке, после которой малейшее стремление к насилию начинает вызывать у него сильнейшую аллергическую реакцию. В результате из агрессивного молодчика он превращается в послушного большого ребенка, и уже сам становится объектом общественной ненависти: теперь над ним запросто может надругаться любая из его бывших жертв.

    Саркастическая притча о насилии снята по роману Энтони Берджесса, описавшего Британию недалекого будущего (года, эдак, 1984-го) в традициях Оруэлла и Замятина. Этот мир настолько запрограммирован, что у героев не остается никакого выбора, и именно поэтому юные беспредельщики так упиваются своим вандализмом. Хотя книга была написана еще в 1962-м, «пристальное внимание» на нее обратили как раз после выхода фильма. Затем в течение десятилетия (с 1972 по 1982 год) продолжалась серия скандалов, запретов и библиотечных изъятий.

    Показывая, как государство пытается подчинить себе преступные наклонности молодого поколения, Кубрик не стремится буквально следовать первоисточнику и смещает акценты, закладывая в фильм «опасную» мысль о том, что Алекс-плохиш был свободным человеком, а Алекс-добряк является роботом. Таким образом, роман о государстве, подчиняющем себе анархические наклонности молодежи, превращается в философскую киносатиру на общество подавления, искусственным путем выводящее породу послушных граждан.

    Исследование природы насилия, таящегося в каждой человеческой душе и вряд ли оставляющее надежду на механическое обновление личности, представлено Кубриком в форме аллегорической мистерии, не имевшей на тот момент аналогов в кино. Во время выхода фильма многие не смогли простить Кубрику то, что он фактически уравнял жертв и палачей, лишив их нравственных различий. Больше того, «безумный Алекс» выглядит даже привлекательней тех, кто от него натерпелся.

    Но помимо обильной пищи для толкований и подтекстов, из общего ряда A Clockwork Orange выделяет уникальное авторское видение. Оно никуда не призывает, но обязывает воспринимать происходящее как некую футуристическую аллегорию. И без того сексуально-кипящую атмосферу еще более накаляет ядовитый дизайн поп-арта, при котором каждая деталь соответствующим образом мотивирована. Так, например, столики в кафе сделаны в форме обнаженных девушек, впрочем, весь эротический антураж картины подан в образах всевозможных порно-фетишей и стимуляторов.

    А про новаторское (контрастно изображению) использование музыки — от Россини до Бетховена — и говорить не приходится: про это написана уже не одна исследовательская работа. Так, например, половые органы очередной жертве Алекс отбивает в такт лирической «Песни под дождем», сверхскоростная групповушка проходит под увертюру к «Вильгельму Теллю», изнасилование сопровождает «Сорока-воровка», а «Девятая симфония» Бетховена вообще звучит рефреном.

    Ни до, ни после насилие не выглядело в кино столь завораживающе прекрасным, как в «Заводном апельсине». Это позволяет назвать творение Кубрика этапным и знаковым фильмом. Вместе с такими картинами как «Соломенные псы» Сэма Пекинпа и «Избавление» Джона Бурмана он произвел в начале 1970-х настоящую экранную революцию. В результате насилие окончательно оккупировало экранное пространство, обозначив новый вектор развития десятой музы.

    О том, что и спустя десятилетия роман и фильм утратили свой актуальный пафос, косвенным образом свидетельствовала «оранжевая революция» в Украине. У давших ей это название (ладно хоть не голубой назвали) вряд ли возникали ассоциации с «механическими апельсинами», оставшимися в том культурном прошлом, которое никак не пересекается с политическим настоящим. А исходя из заложенного Берджессом смысла, украинская революция трактовалась бы как «революция роботов», что тоже не лишено определенного идейного подтекста, правда, слишком уж двусмысленного.

    14 июля 2012 | 18:24

    Фильм — шедевр, можно долго и нудно рассказывать о том, что по моему мнению хотел сказать автор, но это все будет смахивать на самолюбование, какой я умный. Смотрится все это действо (фильм) на одном дыхании, отлично и очень уместно фильм снабжен монологом главного действующего лица. Очень органично и цельно звучит Людвиг под видеоряд.

    Вообщем фильм — супер. Смотрел его раз 10, не меньше, очень бодрит и настраивает на позитивный лад. Кубрик — велик.

    19 апреля 2007 | 13:41

    Заводным апельсином на одном из лондонских просторечий кокни называлось, что-то причудливое, непонятное, труднообъяснимое. Кроме того. Берджесс прожил несколько лет в Малайзии, а orang на малайском значит человек, это отсылка к английскому orange (апельсин).

    «Заводной апельсин» («A Clockwork Orange») — культовая экранизация одноимённого романа Энтони Бёрджесса, снятая Стенли Кубриком в 1971 году. В 70-ых фильм произвел фурор обилием жестокости и секса. Картина «вдохновила» подростков на создание уличных банд, подобно главным героям «Заводного апельсина».

    В ленте идет речь о трудном подростке, который без каких либо мучений совести идет на разные преступления: будь то избиение бродяги, или нападение на дом ничего не подозревающего писателя. У Алекса (именно так звали подростка) есть единомышленники. Но в один прекрасный момент они решают, избавится от своего незадачливого руководителя, разбив об его голову бутылку как раз на месте преступления и оставив его там.

    Личность Алекса полна противоречий. Человек, который вроде бы не обладает какими-то нравственными чертами, обожает музыку Людвига вана Бетховена. Он, который, как кажется, борется против чего-то, безо всяких вопросов соглашается быть марионеткой в руках политиков.

    Повествование в фильме ведется от лица Алекса (правда, который периодически говорит о себя в третьем лице).

    Картина поднимает огромное количество вопросов.

    Во-первых, где заканчивается демократия и начинается тоталитаризм. Если бы Алексу перед экспериментом объяснили, в чем заключается его суть, стал бы он принимать участие? И вообще был ли у него выбор?

    Во-вторых, рамки наказания. Каждый хотел отыграться на вышедшем из тюрьмы не способном постоять за себя юноше. Все говорили о том, что главный герой заставил страдать окружающих, так пусть пострадает сам. Но когда его преступление можно считать окупленным с полна?

    В-третьих, как вырастает преступник. Вот вроде бы и условия жизни у него были хорошими, и семья любящей, но почему-то он стал преступником. Собственно напрашивается вопрос — преступниками рождаются, а не становятся?

    В общем, картина очень интересная, дает пищу для размышлений.

    Весь фильм выполнен, в каком-то фантамасгоричном стиле (я имею виду декорации). Например, дом Алекса. Красная стена и потолок, рядом синяя стена, а напротив стена, сделанная как бы из металлических шариков. В фильме почти нет крупных планов, в большинстве случаев панорамные сверху вниз. Да прибавьте к этому классическое музыкальное сопроваждение.

    Игру актеров я бы не назвала гениальной, но верила в происходящее. Больше сказать не могу.

    Фильм реально цепляет, несмотря на порой отталкивающую картинку и странность происходящего.

    8 из 10

    28 января 2011 | 22:09

    Возможно один из лучших фильмов великого Стэнли Кубрика, фильм поразил всем и в первую очередь своей «театральностью».

    Оценка: 10 из 10!

    4 июня 2006 | 16:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 481 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    9 мая в прокат вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», в котором юные студентки колледжа сначала весьма нестандартным путем добывают деньги себе на каникулы, а потом уходят в окончательный и бесповоротный отрыв. КиноПоиск вспоминает самых неудержимых подростков-бунтарей в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Лицо со шрамомScarface8.191
    141.Белый пленEight Below8.190
    142.Андрей Рублев8.189
    143.Хоббит: Пустошь СмаугаThe Hobbit: The Desolation of Smaug8.188
    144.Звёздочки на землеTaare Zameen Par8.188
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.92%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.80%
    8.Иллюзия обмана 2Now You See Me 294.70%
    9.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.70%
    10.Ночная жизньLive by Night94.62%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    РонинRonin20
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar5
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 22
    Голодные игры: И вспыхнет пламяThe Hunger Games: Catching Fire355
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 2359
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.776
    ИнтерстелларInterstellar8.962
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 27.139
    SuperняньBabysitting7.141
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры