всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок Макдауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм Макдауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3144 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    На протяжении всей своей 50-летней карьеры, режиссер Стэнли Кубрик имел склонность к экранизации романов, при этом переформатируя их под свое видение. «Заводной апельсин» (название является чем-то вроде анахронизма) не стал исключением. Кубрик свободно смешал шокирующий и ироничный идеологический беспорядок, параноидально-правовую фантазию, с футуристическо-политической сатирой с долей вопиющего черного юмором. Не проявляя насилие как аспект исключительно класса бедных, неграмотных и невежественных, а как нечто, что может развиться из культурного и экономического благосостояния всего общества, а также безнравственного государства, в котором рождаются такие выродки, как Алекс, Кубрик продемонстрировал цикличное движение жизни Алекса, в итоге возвращающее его к своему прежнему состоянию хаоса и анархии, тем самым демонстрируя, что не изменяя общество, не изменяется и личность.

    Помимо упрёка Кубриком неэффективных и бесчеловечных методов, зачастую разрабатываемые правительством, для противостояния преступному поведению царящему в обществе, стоит отметить и инновационное для того времени применения широкоугольного объектива. Но несмотря на это, почему мы должны отождествлять себя с параноидальным психопатом? Да, и причём тут Бетховен?

    23 июня 2011 | 14:34

    Алекс в исполнении МакДауэлла, на фоне которого меркнут все другие актеры. Безупречная атмосфера, музыка Бетховена и сменяющие ее сцены насилия и жестокости. Фильм-символ, многочисленные отсылки к Библии заставили церковь внести эту картину в «черный список». А наличие обнаженных тел «втащило» произведение Кубрика в «Х» категорию. Фильм выворачивает маленький мирок зрителя, заставляя его содрогаться над каждой сценой и, к собственному ужасу, в чем-то восхищаться Алексом.

    Как выглядит человек, не мыслящий и дня без насилия? Как можно ответить на вопрос «зачем нужно добро?». Главный герой не воплощение зла, он просто «человек без возраста». Он делает то, что он хочет.

    Правду говоря, книга мне понравилась больше, это в отличие от того же «Бойцовского клуба», где фильм переплюнул оригинальное произведение. Творение же Кубрика не превзошло по атмосферности произведение Бёрджесса, но и сравнивать их в какой-то мере — неправильно. Кубрик создал идеальную визуальную картинку и добился того эффекта, которого желал. И частично это было достигнуто великолепной актерской игрой и музыкой. Когда на фоне 9 симфонии Бетховена показывают статуэтки танцующего Христа и «библейского» змея, совращающего настенный плакат Евы, поневоле начинаешь проникаться к Кубрику уважением. Подобного эффекта способен добиться не каждый.

    Фильм не пропагандирует насилие, не «изобличает прогнившую систему капитализма» и уж тем более не возвеличивает молодого хулигана Алекса, ставя его в уровень «человека будущего». «Заводной апельсин» это тот редкий случай, когда режиссер, раскрыв свои мысли в кинокартине, предпочел затем удалиться от ненужных расспросов «за кулисы». Общество не должно брать на себя попыток насильного изменения взглядов и мировоззрений личности.

    Но вызывает ли Алекс восхищение? В той же степени, как мы восхищаемся доктором Ганнибалом Лектерем или Жаном Гренуем, — человек, отчуждаемый обществом, человек вне границ системы, но меж тем верный себе и своим взглядам до конца, ну и наконец, чертовски харизматичная личность!

    Рыба гниет с хвоста. Общество «Заводного апельсина» прогнило изнутри, молодежь, опора и надежда страны, не признает идеалов, их культ — насилие и секс. Родители Алекса не интересуются жизнью сына, с удивлением спрашивают друг друга о том, «где он пропадает вечерами» и с равнодушием «упекают» его в тюрьму, быстро найдя замену. Это общество не умирает, оно уже мертво.

    У Бёрджесса был немного другой конец, но Кубрик решил не экранизировать последнюю главу, где Алекс меняется, превращаясь в законопослушного гражданина. Иначе фильм бы не произвел такого сильного впечатления.

    29 декабря 2008 | 10:58

    Заводной Апельсин был первым фильмом Стенли Кубрика, который я увидела. Могу сказать, что это был самый правильный выбор, потому что Кубрик в моих глазах после этого фильма зарекомендовал себя, как один из лучших.

    Хотелось бы начать рецензию с технической части фильма. Лично мне очень нравится сама картинка. Фильм яркий, запоминающийся. Актеры, костюмы, интерьер, грим, все это мгновенно поглощает зрителя и не отпускает долгое время, даже после окончания просмотра. Один бар Korova чего стоит.

    То, что в фильме все кажется ненастоящим, наигранным, театральным, только придает сочность картине, в этом идея. Кубрик показывает извращенную реальность. Извращенную, как мы видим, во всех смыслах. Нам наголо показаны многие пороки человеческие, а в частности жестокость, насилие и сексуальная озабоченность. Sex and violence, скажем так.

    Насилие в фильме концентрированное. Все самое плохое собрано в нескольких людях. Даже сам герой называет то, что они делают, ультранасилием. А сексуальная озабоченность проявлена во всем: в костюмах, предметах интерьера, разных вещах, мелочах. Еще сам дедушка Зигмунд Фрейд говорил, что людям нужны две вещи: власть и секс. В фильме мы это видим.

    Далее по фильму идет попытка изменить человека жестокого и озабоченного. Попытка превратить его буквально в тело, кому-либо повинующееся, без собственных желаний, мыслей, возможностей. Не знаю, насколько я окажусь права, но мне кажется, что пытаясь его исправить, толпа опять-таки пыталась превратить индивида в массу, уподобить себе. Хотя, здесь нужно долго думать о том, кто был более жесток: герой, выплескивающий свою злобу, или все те уродливые люди, которые его окружали, как то: ученые, тюремщики, его друзья, ставшие в итоге полисменами и т. д.

    Я увидела во всем этом указание на то, во что может превратиться человек, если заставлять его действовать против воли, если лишить его возможность делать то, что он хочет. Не просто ограничить его, а полностью обездвижить. Он превращается в амебу. Человека-ничто. Человека-винтик, часть системы, в бесхарактерное, безвольное существо, которым можно управлять.

    Но в итоге герой все равно возвращается в свою колею, он излечился от лечения, он здоров и счастлив. Он говорит: я исцелился полностью.

    Это то, как я вижу эту картину. С каждым новым просмотром я открываю для себя что-то новое, то чего не заметила ранее. Возможно, этот фильм натолкнет многих на глубокие размышления. А это просто замечательно.

    Оценка, естественно, самая высокая.

    10 из 10

    5 июля 2010 | 23:15

    Постулат известный если не всем, то многим. По моему мнению, именно возможность выбора, причем выбора не навязанного, а осознанного и личного отличает человека от любых других, аналогов, существ и механизмов, действующих в соответствии с заложенной программой или инстинктами. Лишившись выбора, человек становится другим — марионеткой, куклой, механизмом или скорее винтиком в большом механизме, системе. Он вроде важен, а на самом деле в любой момент может быть заменен другим без ущерба для самой системы.

    Фильм Стенли Кубрика и одноименная книга Энтони Берджесса, по которой собственно и был поставлен фильм, из той же оперы. Время действия не оговаривается, но некоторые черты намекают на ближайшее будущее, хотя в принципе суть можно отнести к любому другому времени. Ведь суть важна, а остальное — антураж. С антуража и следует начать, уже в нем просматривается стиль и мастерство. И с визуальной точки зрения фильм по-своему красив: запоминающиеся и врезающиеся в память кадры, интересные и оригинальные предметы интерьера, костюмы. А в музыку фильма затесались классика: «старый добрый» Людвиг Ван Бетховен с девятой симфонией, песня Singin» In the Rain — из одноименного мюзикла и другие.

    Несмотря на намеки на время действия — будущее, от самой постановки веет стариной. Все дело в актерских работах, они кажутся и есть чуть театральные, т. е. переигранные, вычурные, гротескные. Это нисколько не умаляет их, просто констатация факта, что у фильма свой стиль и своя концепция. Главная среди актерских работ — роль Малькольма Макдауэлла. Действительно главный герой, как по сути: от его имени ведется повествование, история в фильме — его история. Так и по исполнению — сам образ интересный: костюмы, элементы грима, любовь к классике и к насилию, и исполнение замечательное: видны и понятны перемены, происходящие с героем на протяжении фильма, виден лидер команды, не простая, не однозначная личность, в итоге проникаешься к его герою и даже сопереживаешь, зная, что он — «плохиш». Остальные актеры не столь известны и знакомы зрителям, хотя, безусловно, среди них есть талантливые, но роли попроще и поменьше, можно ограничится лишь списком: Патрик Мэги, Майкл Бейтс, Уоррен Кларк, Джон Клайв, Энтони Шарп и др.

    Ну, вот и подобрались к «главному блюду» — мысли и идеи, которые несет в фильм. В основном, по моему мнению, затронуты две: насилие и система. Обе темы неоднозначные, рождающие споры и вызывающие вопросы: что порождает насилие, может ли оно сочетаться с тягой к прекрасному, имеет ли право государство в целях решения проблем с насилием лишать человека свободы, ведь тем самым оно само совершает насилие, чем оно лучше отдельного человека в этом шаге и будет ли человек человеком, когда лишится свободы воли и выбора. Окончательно придти к ответу не получается и авторы тоже не дают четкого ответа и однозначного решения. Фильм лишь рисует и демонстрирует обе стороны вопроса в не приурашенной и не сглаженной, порой жесткой и откровенной манере. Что тоже неоднозначно понимается и принимается: «После выхода фильма в Англии начались массовые молодежные беспорядки, косвенно намекающие на фильм. В результате «Заводной апельсин» из-за обилия секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое». Однако же часть зрителей и критиков приняли фильм с восхищением». Какую сторону принять — решать вам, ведь у вас пока есть выбор.

    9 из 10

    13 октября 2011 | 22:23

    «Заводной апельсин» — культовый фильм-антиутопия режиссёра Стэнли Кубрика, снятый в 1971 году. Экранизация одноимённого романа Энтони Бёрджесса. Тяжелое и неоднозначное впечатление. Фильм состоит из размышлений о сущности человеческой агрессии на примере подростковой агрессии, о свободе воли и об адекватности наказания. Главный герой, Алекс, — просто за пределами добра и зла. В первой половине фильма он — отрицательный персонаж. Алекс очень любит слушать Бетховена, насиловать женщин и совершать акты «ультранасилия»: избивать бездомных, врываться в приличные дома и грабить жильцов, драться со сверстниками, калечить людей. По сюжету Алекс сам рассказывает свою историю и всё, что с ним происходит, от первого лица. Во второй половине после проведённого над ним эксперимента он становиться жертвой своих же деяний. Он перестал совершать плохие поступки, но сам стал уязвим к агрессивному окружающему миру.

    Этот фильм вызывает культурный шок и загоняет в тупик, в первую очередь, своим символизмом и, кажется, не совсем уместной к основной теме сюжета классической музыкой. Иррациональность образов выдёргивает и собственного мира в мир иной — безумный и антибытовой. Кубрик — неординарная персона в мире кинематографа и произведения его отличаются сложной, порой трудно воспринимаемой экспрессией, переходами от сюрреализма к реализму и наоборот. На протяжении всего фильма возникало желание понять, что движет главным героем, что побуждает в нем абсолютно немотивированную жестокость. Откуда в обществе появляются такие люди? И какой моральный выбор за этим следует? Как желание зла может сочетаться с тягой к классической музыке? «Заводной апельсин» — это образ, это «игрушка общества», это то, чем стал герой после эксперимента по блокированию его аморальности. Иначе говоря, «промывание мозгов».

    Кубрик снял самый натуральный фарс, моментами было очень искусственно, бездуховно и холодно. С трудом досматривала до конца. Не самый гениальный фильм Кубрика, но весьма любопытный и вызывающий интерес.

    12 мая 2011 | 20:10

    Не с первого раза удалось мне посмотреть этот культовый фильм, как его окрестили кинокритики, восхищённые дерзостью Кубрика. В ленте воссоздан оригинальный язык из смеси английского и небольшого количества русских слов. Поэтому, и не только поэтому, фильм очень близок русской литературе. Кажется, что сама этическая и духовная основа «Заводного апельсина» почерпнута из произведений русских классиков, но особенно близким по духу, мне показалось «Собачье сердце».

    Герой фильма, буквально, Шариков. Собака, зверь, каким-то чудом природы заключённый в тело человека. Наказание и исправление по новой методике только создаёт у Алекса искусственный безусловный рефлекс — физическое отвращение к насилию, но не меняет его сути. Да, он лишён выбора между добром и злом, но не в следствие терапии, а изначально, по своей сути. Можно ли действительно изменить подобного «человека», можно ли излечить его душу и психику? Сомневаюсь в том, что Алекс представляет собой здоровую, с точки зрения психиатрии, личность… Таким сыграл его МакДауэлл. Настоящим сумасшедшим, лишённым всякого понятия о морали, упивающимся чужими страданиями и Алекс останется таким навсегда.

    Печально думать, что обществом такие личности признаются и даже воспитываются. Прошло 40 лет, с момента выхода фильма на экраны, и наша действительность предвосхитила его. Насилие стало одним из основных столпов «интертейнмента», оно прививается детям с экранов ТВ, в компьютерных играх и музыке. И сознание ребёнка, не способное к здравой морально-этической оценке, впитывает насилие как губка. «Старое-доброе ультра-насилие…»

    Фильм Кубрика не оставляет своему зрителю ничего, что можно было бы назвать «светлой перспективой». Думается, что такова жизнь. Мы сами создаём своё будущее маленькими поступками, своей внутренней борьбой со злом внутри нас и борьбой против зла других людей. И никто за нас не решит, каким мир будет завтра. А «Заводной апельсин» просто даёт пищу для размышлений о природе этого зла.

    1 февраля 2011 | 23:31

    Интересный всё же режиссёр, Стэнли Кубрик. За всю свою карьеру снял всего 12 фильмов, но каждый из них по-своему уникален, более того, каждый фильм абсолютно ражно жанра, что делает значимость гения Кубрика более уникальной. «Заводной апельсин». Интересное название для фильма, да и для книги, с таким сюжетом. Если честно, за два просмотра этого фильма я так и не понял суть этого названия, что это значит.

    Главным героем фильма выступает обычный подросток, идущий по ту сторону закона. Сама такая концепция сюжета делает фильм непредсказуемым, ведь главный герой — отрицательный персонаж, в отличие от большинства фильма. С самого первого кадра фильм у зрителя должен вызывать отвращение. Хотя, у меня, лично первый кадр с опьянённым выражением лица главного героя вызывал только смех, предвидя, какого клоуна мне будут показывать весь фильм.

    Малкольм Макдауэлл идеально вписался в роль, словно был рождён для неё. Жаль, что после успеха «Заводного апельсина» хороший актёр скатился в треш, такой ход событий был как минимум неожиданным. Сама же игра Макдауэлла, несмотря на схожесть с его персонажем порой выглядит театрально, от чего от фильма веет таким лёгким налётом эстетства. Но, впрочем, всю многогранность и многоликость своего героя, Макдауэлл воплотил идеально.

    Кроме игры Макдауэлла, касательно актёрской игры, больше, собственно, оценивать не кого. Кроме, разве что, мужика, потерявшего «близкого человека» и свихнувшегося после этого. Но и то, в конце старик изрядно переигрывал, хотя его персонаж получился довольно необычным. Вторым важным моментом фильма является борьба поколений. Она проявляется в противостоянии как отца с сыном, так и молодых со старыми.

    Хотя, первое противостояние выглядит уж больно нарисованным, как мне показалось. Всё очень чётко разделенно, от чего опять же, возникает доля эстетства. Отец как не отец, мать как не мать. Я уже не говорю про парня, снимавшего квартиру главного героя. Этот поц был, видно, включён только ради одной сцены. И мне, как обычному зрителю, такой момент вызывал только улыбку.

    Касательно второго противостояния, здесь мы наблюдаем самый жёсткий ляп в фильме. Старик, которого зверски избил главный герой узнаёт его, хотя во время избиения было темно, герой был в маске, а старик был пьян и ничего не соображал. В этом наблюдается один из минусов фильма. Особенно важным моментом в фильме является музыка. Во-первых, сам «скор» фильма очень красивый и всё время держит внимание, во-вторых, параллель с Бетховеном очень тонко проходит через весь фильм. Вот здесь Кубрик не ошибся.

    В общем фильм очень и очень достойный. Картинка, звук, даже боевые сцены выглядят дальше своего времени. Но, спустя 25 лет выходит фильм, который куда более ярко и реалистично показывает проблемы, заполняющие этот фильм. Этот фильм называется «Дневник баскетболиста». Последнему можно уверенно поставить 10 баллов.

    Фильму Кубрика достаётся девять. И не потому, что Макдауэлл порой наиранно играет, и не потому, что местами вырисовываются глупые ляпы. Просто «Заводной апельсин» более чётко разделяет сюжет на нравственные стороны. Всё просто чётко разделенно на белое и чёрное, от чего фильм излучает своеобразный пафос, от чего нельзя назвать фильм идеальным, но выдающимся — вполне.

    9 из 10

    3 июня 2007 | 16:52

    Браво, Кубрик! Не буду углубляться в подробности сюжета, просто объясню свой заголовок.

    Фильм-вызов. У меня данная картина вызвала желание делать добро. Банально, согласна. Но ничего с этим не поделаешь. Слишком большая порция агрессии и ненависти сыграла свою роль. Если честно, часто критикую сцены насилия в фильмах, но тут все было в цель. Не возникло ощущения перебора. Далее объясню почему.

    Фильм-гротеск. Гротескно в «Заводном апельсине» почти все: начиная с четкого, искусственного марша работников тюрьмы (а впоследствии и Алекса) и заканчивая чавканием того же Алекса в конце фильма. Да и сам интерьер (молочное кафе, где столами служат женские оголенные манекены), костюмы шайки и их грим (я думаю, сразу же обратите внимание), некоторые реплики и гримасы (по-другому их не назовешь) добавляют к общей картине гротеска, и я бы сказала, реальной театральности.

    Фильм-парадокс. Главным парадоксом для меня является несоответствие музыки и действия в картине. На первый взгляд может показаться: бедный Бетховен неужели же он для этого творил, чтобы на его музыку положили сцену совокупления трех безумных людей да еще и в перемотанном режиме?! Но, подумав, понимаешь, что это еще один великолепный прием Стенли Кубрика для того, чтобы зритель еще больше окунулся в атмосферу безумства болезненной фантазии главного героя.

    Так вот, почему не было перебора? Интереснейшие приемы режиссера, игра актеров, музыкальное оформление, все это не дает зрителю окунаться в насилие который видит его глаз. По крайней мере так было у меня — мой мозг концентрировался на другом.

    Отмечу бродягу в начале фильма, в уста которого режиссер вложил одну из главных мыслей картины: «В этом мире больше нет закона и порядка, потому что в нем молодые больше не уважают стариков…»

    Прием бумеранга можно отнести к судьбе главного героя. И все вернулось на круги своя — это тоже о нем.

    Ультранасилие… Вы как хотите ребята, а я оптимистка и уважаю стариков. Надеюсь вы тоже и мы далеко не потерянное поколение

    А фильму заслуженно

    10 из 10

    6 марта 2012 | 01:42

    Именно этим выражением из лексикона Алекса можно назвать то, что великий и ужасный (это не про Квентина) Стенли Кубрик творит с близорукими представлениями социума о нем же самом.

    Как то автор классической фантастической антиутопии «1984», кстати пересекающейся с данной лентой, Джордж Оруэлл изрек мысль о том, что настоящий автор не может быть полностью аполитизированным, ибо желание не зависеть от политики тоже является политической позицией! И классик американского кинематографа Кубрик не явился исключением, выдав одну из наиболее выдающихся политических драм за всю историю кино.

    Безусловно картина замешана на исследовании истоков и последствий насилия и жестокости, но это всего лишь инструмент, тропинка в дебри прогнившего общественного устройства; пристальный взгляд на наше все: семью, церковь и власти.

    Взгляд бескомпромиссный, в высшей мере саркастический, в стиле старого доброго ультранасилия, как едко любит подмечать герой Малкольма МакДауэлла. Сама картинка, пестрящая «ультра» цветовой насыщенностью (с поправкой на 1971-год выхода картины), и затянутые нудящие кадры призваны вызывать приступы тошноты, подобные тем, что испытывал и сам герой.

    Двухчасовое действо переполнено тонкими деталями и философскими заворотами. Кубрик на пару с автором оригинального романа 1962 года Энтони Берджессом недвусмысленно намекают нам на:

    Как об-во может быть нравственно целостным если молодежь не уважает старших, т. е. с полной долей нездорового нигилизма относится к старейшим ценностям этого мира — сцена с избиением старика. Кстати ответное избиение тем же стариком уже морально уязвимого глав. героя только больше подтверждает беспощадность к людям, пренебрегающими этими ценностями.

    Каким бы все таки религия не была опиумом для народа, но определенным образом призвана поддерживать в человеке его гуманные стремления. В современном же обществе основным оружием церкви больше становятся смертные грехи, чем учение о любви к ближнему. Адом и вечными муками пытаются запугать и без того «приговоренных» заключенных. Таким образом духовное созидание замещается страхом и вердиктами — «вы идиоты» — говорит святой отец своим подопечным заключенным!

    Излюбленная тема американских кинематографистов семья свое ключевое значение, а именно наплевательское и безучастное, проявляется в трех сценах. В них ясно видно, что родители мало озабочены их отпрыском, больше их волнует достаток и напускная семейная идиллия.

    Еще герой «Мастера и Маргариты» Иешуа Га-Ноцри (читай Иисус) изрек как никогда актуальную истину: «Любая власть — насилие над народом» — Об этом в картине говорит все:

    - неэффективная система тюремного перевоспитания, где этим процессом руководят больше похожие на верных псов или фюрреров, как их мой друг называл по ходу фильма, надзиратели, как раз таки больше всего не верящие в возможность перерождения заключенных;

    - кукловодство Алексом как правящей власти(премьер-министр) так и оппозиции(писатель, сторонник тоталитаризма) в целях манипуляции общественным мнением и удовлетворения собственных властных амбиций;

    - промывка мозгов. Начиная с опытов доктора-деспота, кстати прообраза фашистского врача Й. Менгеле(ответственный за Освенцим), и заканчивая безответственной деятельностью морально атрофированной прессы — все направленно на внушение и регресс человека в послушное зомби (все то о чем так долго говорили антиутописты середины 20 века и продолжают повествовать современные поделки вроде «Духа времени»).

    - в результате еще не ясно, какая жестокость опасней :подростковая бесцельно направленная таких бунтарей как Алекс или же «пристроенная», служащая определенным целям, жестокость полицейских, чиновников, врачей и тд(выходцев из этой же социальной среды)?

    Природа человека всегда дает о себе знать. Глубоко заблуждается тот, кто склонен до сих пор считать, что человек любящий классическую музыку в том числе и Бетховена(стереотипный признак интеллектуалов) или старые звонкие гимны из добродушных американских мюзиклов, отличается здравым взглядом на мир и праведностью помыслов. Человек ведь неидеален и с дальнейшей эволюцией, дающая о себе знать животная природа, все чаще фатально сказывается на зыбком об-вом устройстве.

    «Человека делает человеком только осмысленный выбор» в сторону добра, главное чтоб он был. И перед ним может даже стать такой тип как Алекс, что и происходит в последней главе книги.

    Стоит заметить некоторые еще не упомянутые особенностях фильма:

    - сцена с изнасилованием жены писателя навеяна трагедией произошедшей с женой Берджесса, которая была будучи беременной зверски изнасилована 4мя американскими дезертирами;

    - некоторые надписи, на стенах бара например, происходят из разработанного автором путем транслитирования русских слов (Берджесс побывал в Ленинграде) спец языка «надсата»(модифицированное окончание русских числительных от «одиннадцати» до «девятнадцати». Объясняется это тем, что носителями надсата были подростки (nadtsatyje) — «тинейджеры» (teenagers, буквально «надцатилетние»; или сокращённо — «тины», teens).

    - техническое исполнение фильм оказало огромное влияние на кинематографистов современности. В частности футуристические интерьеры, кот сквозь призму в 30 с лишним лет больше отдают эстетикой уорхоловского поп-арта, находят свои отголоски в кино и клипах по сей день(Вачовски явно среди всего прочего вдохновились картинкой «clockwork orange» при создании своего «спиди-гонщика»).

    Также внимательный зритель оценит щедро разбросанные по фильму всевозможные намеки и саркастические аллюзии.

    С оглядкой на вышеизложенное можно без преувеличения сказать, что Стэнли Кубрик оставил нам великое наследие. В свое время кино вызвало множество скандалов среди ханжески настроенной публики по средствам своей откровенности. Но мне кажется что это кино своими кадрами гораздо глубже способно нас окунуть в омуты лживой и противоречивой современности, чем какой-нибудь Американский пирог.

    Гротескное изображение причудливых событий(кстати на сленге лондонских кокни подобные вещи как раз и обозначаются словосочетанием clockwork orange) позволяет нам увидеть, что мы, люди, и становимся карикатурой на самих себя. Но я уверен пока рождаются такие выдающиеся товарищи как Кубрик и Берджесс — не все потеряно!

    P.S. прошу прощения за некоторую бессвязность, но эмоции переполняют плюс 6 ой час ночи сказывается. Приятного просмотра.

    2 января 2009 | 10:43

    Фильм, при просмотре которого некоторые моменты насилия заставляют смеяться сейчас, в то время потряс, я думаю, очень много людей своей обезбашенностью и жестокостью, своим хладнокровием и негативом. Одно из лучших творений довольно странноватого, но гениального режиссёра и сценариста Стэнли Кубрика.

    Сюжет рассказывает нам о компании подростков-хулиганов, которые разгуливают по ночным улицам и избивают тех, кто им не нравится. Думаю в их жизни было много шумных ночей, но фильм начинается с последних двух, которые буквально изменяют жизнь главного героя-хулигана и впоследствии убийцы Алекса. Алекс из довольно обеспеченной семьи. Он живёт со своими родителями, которым на него наплевать. Они практически не интересуются жизнью Алекса и в дальнейшем заводят себе `квартиранта`, который впоследствии становится им ближе чем сын.

    Психологический триллер, который сейчас довольно легко и даже не противно смотреть. Очень хороший и сильный сюжет. Чёрный юмор и насилие. Картины голых тёток на стене и качающаяся статуя-член. Давящие цвета, которые впиваются в мозг. Алекс довольно хладнокровно унижает своих жертв, даже наоборот смеётся и радуется своему действу. Ему нравится насилие.

    Впоследствии, после лечения, его начинает от насилия выворачивать наизнанку и тошнить. Теперь он не может ударить и изнасиловать девушку. Он становится жалок и низок. Его становится жалко. А на самом деле этот человек всё это заслужил, ведь он сам заставил пройти этих людей через свою издёвку.

    Так же идёт линия с политической частью. Государство пытается помочь Алексу, но делает его ничтожеством, который сам о себе позаботиться не может.

    Фильм потрясающий! Смотреть стоит обязательно! Фильм, который заставляет задуматься.

    9 из 10

    22 ноября 2009 | 19:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 299 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 299 руб.
    саундтрек, 481 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    9 мая в прокат вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», в котором юные студентки колледжа сначала весьма нестандартным путем добывают деньги себе на каникулы, а потом уходят в окончательный и бесповоротный отрыв. КиноПоиск вспоминает самых неудержимых подростков-бунтарей в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    100.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись8.268
    101.Новые временаModern Times8.267
    102.Адвокат дьяволаThe Devil's Advocate8.266
    103.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.266
    104.Общество мертвых поэтовDead Poets Society8.265
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.ИнсургентInsurgent90.89%
    52.Большая маленькая девочкаLaggies90.77%
    53.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.72%
    54.Седьмой сынSeventh Son90.68%
    55.СеренаSerena90.68%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    БлэйдBlade39
    Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past250
    ГераклHercules6
    Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction100
    Теорема ЗероThe Zero Theorem19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.537
    ГераклHercules6.477
    Домашнее видеоSex Tape5.949
    Король сафариKhumba5.858
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.680
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры