всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3245 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Интересный всё же режиссёр, Стэнли Кубрик. За всю свою карьеру снял всего 12 фильмов, но каждый из них по-своему уникален, более того, каждый фильм абсолютно ражно жанра, что делает значимость гения Кубрика более уникальной. «Заводной апельсин». Интересное название для фильма, да и для книги, с таким сюжетом. Если честно, за два просмотра этого фильма я так и не понял суть этого названия, что это значит.

    Главным героем фильма выступает обычный подросток, идущий по ту сторону закона. Сама такая концепция сюжета делает фильм непредсказуемым, ведь главный герой — отрицательный персонаж, в отличие от большинства фильма. С самого первого кадра фильм у зрителя должен вызывать отвращение. Хотя, у меня, лично первый кадр с опьянённым выражением лица главного героя вызывал только смех, предвидя, какого клоуна мне будут показывать весь фильм.

    Малкольм Макдауэлл идеально вписался в роль, словно был рождён для неё. Жаль, что после успеха «Заводного апельсина» хороший актёр скатился в треш, такой ход событий был как минимум неожиданным. Сама же игра Макдауэлла, несмотря на схожесть с его персонажем порой выглядит театрально, от чего от фильма веет таким лёгким налётом эстетства. Но, впрочем, всю многогранность и многоликость своего героя, Макдауэлл воплотил идеально.

    Кроме игры Макдауэлла, касательно актёрской игры, больше, собственно, оценивать не кого. Кроме, разве что, мужика, потерявшего «близкого человека» и свихнувшегося после этого. Но и то, в конце старик изрядно переигрывал, хотя его персонаж получился довольно необычным. Вторым важным моментом фильма является борьба поколений. Она проявляется в противостоянии как отца с сыном, так и молодых со старыми.

    Хотя, первое противостояние выглядит уж больно нарисованным, как мне показалось. Всё очень чётко разделенно, от чего опять же, возникает доля эстетства. Отец как не отец, мать как не мать. Я уже не говорю про парня, снимавшего квартиру главного героя. Этот поц был, видно, включён только ради одной сцены. И мне, как обычному зрителю, такой момент вызывал только улыбку.

    Касательно второго противостояния, здесь мы наблюдаем самый жёсткий ляп в фильме. Старик, которого зверски избил главный герой узнаёт его, хотя во время избиения было темно, герой был в маске, а старик был пьян и ничего не соображал. В этом наблюдается один из минусов фильма. Особенно важным моментом в фильме является музыка. Во-первых, сам «скор» фильма очень красивый и всё время держит внимание, во-вторых, параллель с Бетховеном очень тонко проходит через весь фильм. Вот здесь Кубрик не ошибся.

    В общем фильм очень и очень достойный. Картинка, звук, даже боевые сцены выглядят дальше своего времени. Но, спустя 25 лет выходит фильм, который куда более ярко и реалистично показывает проблемы, заполняющие этот фильм. Этот фильм называется «Дневник баскетболиста». Последнему можно уверенно поставить 10 баллов.

    Фильму Кубрика достаётся девять. И не потому, что Макдауэлл порой наиранно играет, и не потому, что местами вырисовываются глупые ляпы. Просто «Заводной апельсин» более чётко разделяет сюжет на нравственные стороны. Всё просто чётко разделенно на белое и чёрное, от чего фильм излучает своеобразный пафос, от чего нельзя назвать фильм идеальным, но выдающимся — вполне.

    9 из 10

    3 июня 2007 | 16:52

    Это третий фильм Стенли Кубрика, который я имела удовольствие увидеть. Его режиссура пленила меня с первого взгляда, и с недавних пор я медленно, но верно пробираюсь в дебри его творчества. Книгу, к сожалению, не читала, но чувствую, что скоро я это сделаю, как в случае с «Сиянием».

    Но, вернемся к «Заводному апельсину». Фильм завораживает с первого кадра. С одной стороны чувствуется пугающая, не предвещающая ничего хорошего атмосфера, а с другой появляется интерес, который не позволяет отвлечься ни на минуту.

    Алекс — вожак молодежной банды. Он и трое его друзей расслабляются исключительно путем нанесения случайным встречным травм разной степени тяжести. Они неплохо для этого оснащены, и довольно решительно настроены. Агрессии их хватило бы на свору бультерьеров, но за неимением последних, им приходится вымещать ее на невинных гражданах. Ну и само собой при виде женщины, у них не появляется иной мысли, кроме как об изнасиловании. Ясно как белый день. Особенно преуспевает в этом Алекс.

    Но как известно, рано или поздно, любое преступление влечет за собой наказание. Оказавшись в тюрьме, Алекс готов на все, только чтобы оказаться на свободе. Даже выступить в роли подопытного кролика. Можно ли принудительно вылечить человеческую агрессию и потребность в насилии? И что для этого надо сделать? Об этом и о многом другом вы узнаете, если посмотрите этот любопытнейший фильм.

    Эта история ясно, наглядно и четко демонстрирует множество проблем современного общества. Современного, потому что за последние 40 лет мало что изменилось. Труднообъяснимая молодежная жестокость и агрессия, непонимание и нежелание понимать своих детей старшего поколения (ведь проще не заметить, чем вникать), и, наконец, более глубокое исследование: можно ли насильно изменить человеческую природу, можно ли принудительно задушить в человеке страсть и потребность в насилии, можно ли лишить права выбора даже такую неприглядную личность? Ведь без права выбора человек перестает быть человеком…

    Фильм впечатляет своей необычностью. Это яркий и одновременно мрачноватый триллер, резкий, стильный, жесткий, с изрядной долей черного юмора. Смелые интерьеры, неожиданные цветовые решения, сильная музыка и некоторое количество откровенных сцен способствуют созданию неповторимой картинки. Труднообъяснимо, но каждый новый кадр производит впечатление. Здесь есть на что посмотреть современному искушенному зрителю. А великолепный Малкольм Макдауэл создал образец насилия и порока. Чего стоит этот параноидальный взгляд исподлобья…

    В общем, мне удалось посмотреть еще одну замечательную работу этого великого мастера, которая доставила мне большое визуальное удовольствие и дала немало почвы для размышлений. Чего и вам желаю.

    9 из 10

    P.S. А книгу точно прочитаю…

    17 февраля 2010 | 19:01

    «Заводной Апельсин» — один из самых необычных фильмов, которые мне довелось увидеть. Философская притча о сущности подросткового насилия, приправленная дозой черного юмора и невиданной жестокости — согласитесь, не каждый день выходят подобные картины. И тем интереснее было наблюдать за невероятной историей Алекса ДеЛарджа.

    «Заводной Апельсин» врезается в память буквально с первых секунд. Фильм открывается короткой сценой в молочном баре, где автоматы с охлаждающим напитком и столики выполнены в виде обнаженных девиц, стоящих в неприличных позах. Дальше больше. Жестокие избиения, насилование женщин, грабеж — вот далеко не полный список хобби нашего героя. Фильм поражает своим цинизмом, жестокостью и пошлостью, невиданной до селе ни в одном другом фильме.

    Стэнли Кубрик показал зрителям мир недалекого (Относительно семидесятых) будущего, который безумно напоминает нашу современность. Мир, в котором слово «секс» встречается чуть ли не на каждом шагу, мир, в котором насилие и жестокость стали обыденными вещами, мир, в котором нет ни капли уважения к людям.

    Итог: прекрасный фильм о сущности насилия в современном мире. Данная картина наполнена глубоким философским смыслом, который можно смело пропустить мимо ушей, ведь от этого наблюдать за похождениями главного героя станет не менее интересно. К тому же это единственный фильм, в котором сцена секса идет в сопровождении классической музыки.

    9 из 10

    4 августа 2011 | 15:31

    Знаете, ребята, подробно ознакомившись со всеми вашими комментариями могу заключить — сколько людей, столько мнений. Отзывы о фильме разные, однако все обоснованы и аргументированы. Просто приятно внимать адекватным мыслям. Большая редкость для интернета.

    Что касается меня, то книгу я не читала. Фильм понравился чрезвычайно. На мой взгляд идея фильма заключается в нетерпимости современного (если так можно сказать) общества к беззащитным субъектам. Жестокость порождает жестокость. Либо сам становись зверем, либо… Подобная концепция выражается в The Wall.

    14 июня 2006 | 00:49

    Этот отзыв не из тех, что я писал раньше. Если вам не нравится этот фильм и если вам не нравятся мои рецензии, то можете дальше не читать. Вам все еще интересно? Тогда поехали!

    Жил-был на свете ребенок. Он любил зрелищные блокбастеры. Он был добрым и милым мальчиком. Он был почти киноманом. Однажды он по обыкновению после школы зашел в магазин дисков поговорить со своими знакомыми-консультантами и может чего-нибудь прикупить. Один из консультантов, Руслан, тыкнул пальцем в полку «Другое кино». Мальчик дошел до нее и, затаив дыхание, принялся изучать ассортимент. В глазах мелькало много фамилий… Триер… Джармуш… Гринуэй… Годар… Черт, да сколько ж их тут?.. Кубрик… Смешная фамилия, похожа на слово «кубик». Первым стоял «Заводной апельсин».

    Мальчик взял коробку с фильмом и отнес кассиру. По прошествии двух часов он начал смотреть фильм. Морковь нацеплялась на нос Алекса, а бутылка молока разбивалась о голову ребенка. Ребенок умер. Если Алекс получил лишь незначительную травму носа, то ребенок погиб при просмотре фильма. Его больше не видели и не слышали. «Заводной апельсин» произвел колоссальное впечатление на мальчика, который почувствовал, что умирает. В те минуты рождался мужчина.

    Какого это? Экранизировать книгу с самым дерьмовым концом в истории и сделать из экранизации настоящий крышесносящий шедевр? Другой режиссер бы намочил штаны, встань перед ним такое произведение. Но не Стэнли Кубрик… Он с охотой взялся за новеллу и уничтожил ее. Своим фильмом. Зрители? А что зрители? Энтони Берджесс обвинил нахального Кубрика в том, что тот использовал скандалы вокруг для создания пиара своему фильму. Кубрик на это был способен. Или нет. Это мальчик не узнает никогда, ибо Кубрик спокойно спит в своей тесной могилке, а Малкольм Макдауэлл… А Малкольм Макдауэлл не расскажет ничего, можете быть уверены.

    Фильм демонстрирует жизнь Алекса, который, несмотря на свою жестокую натуру, зрителю приятен, да и вообще он drug. Реалистичность кадров пугает, но после сцены изнасилования под песню Singing in the rain ничего не страшно. Всё, будто, так и должно быть. Все на своих местах, особенно Алекс. Что же все-таки станет с Алексом? Каков его внутренний мир? Зрителю не сообщат. Но мальчик знает. Он посмотрел фильм ни один раз и знает, что стало с Алексом. И поистине проникся его внутренним миром. Духовно уничтожил себя. Принес в жертву. Появился мужчина. Спасибо фильму, который может менять людей. Менять их сущность, мировоззрение и восприятие бытия в лучшую их всех сторон. Они не пойдут насиловать и убивать. Они просто будут помнить и хранить глубоко в душе этого druga всегда, потому что Стэнли Кубрик был не просто режиссером. Он вырастил на своих фильмах поколения.

    Спасибо за внимание. Надеюсь, вам понравилось.

    10 из 10

    Посвящается zombion.

    14 октября 2009 | 19:23

    После просмотра я долго пытался понять, что хотел сказать Кубрик, ибо наивно полагать, что это просто история, анализирующая мотивы жестокости.

    По сути, это история малолетнего подонка, который ставит себя выше всего, морали, нравственности, человеческих ценностей. С одной стороны это обычная история и ничего нового в ней нет, негодяй получает сполна, а писатель бомж родители и т. п. выступают, каждый по-своему как представители общественности порой еще более омерзительной и жестокой, нежели главный герой. Меня смущает концовка, она несет недосказанность, которая задает планку выше рассуждений о проблемах отношений между людьми.

    Важен сам процесс, зритель должен пройти через это, как через мост, ведущий каждого к своей дороге, уж очень сильное впечатление остается после просмотра, эта непостижимая абстракция вонзается в мозг и переворачивает все верх дном.

    10 из 10

    8 декабря 2007 | 12:28

    Фильм, при просмотре которого некоторые моменты насилия заставляют смеяться сейчас, в то время потряс, я думаю, очень много людей своей обезбашенностью и жестокостью, своим хладнокровием и негативом. Одно из лучших творений довольно странноватого, но гениального режиссёра и сценариста Стэнли Кубрика.

    Сюжет рассказывает нам о компании подростков-хулиганов, которые разгуливают по ночным улицам и избивают тех, кто им не нравится. Думаю в их жизни было много шумных ночей, но фильм начинается с последних двух, которые буквально изменяют жизнь главного героя-хулигана и впоследствии убийцы Алекса. Алекс из довольно обеспеченной семьи. Он живёт со своими родителями, которым на него наплевать. Они практически не интересуются жизнью Алекса и в дальнейшем заводят себе `квартиранта`, который впоследствии становится им ближе чем сын.

    Психологический триллер, который сейчас довольно легко и даже не противно смотреть. Очень хороший и сильный сюжет. Чёрный юмор и насилие. Картины голых тёток на стене и качающаяся статуя-член. Давящие цвета, которые впиваются в мозг. Алекс довольно хладнокровно унижает своих жертв, даже наоборот смеётся и радуется своему действу. Ему нравится насилие.

    Впоследствии, после лечения, его начинает от насилия выворачивать наизнанку и тошнить. Теперь он не может ударить и изнасиловать девушку. Он становится жалок и низок. Его становится жалко. А на самом деле этот человек всё это заслужил, ведь он сам заставил пройти этих людей через свою издёвку.

    Так же идёт линия с политической частью. Государство пытается помочь Алексу, но делает его ничтожеством, который сам о себе позаботиться не может.

    Фильм потрясающий! Смотреть стоит обязательно! Фильм, который заставляет задуматься.

    9 из 10

    22 ноября 2009 | 19:04

    Стенли Кубрик. Какие ассоциации вызывает у нас это имя? Арт-Хаус, гротеск, сюрреализм, фарс. Это только первое, что приходит в голову.

    Заводной апельсин, это фильм снятый в «золотой век» Кубрика.

    Фильм рассказывает нам об Алексе, британском подростке, проповедующем идеи ультранасилия.

    Вечерами он со своими друзьями сидит в молочном баре Korova, пьёт «молоко с ножами», и избивает, убивает и насилует других людей просто для удовольствия. Алекс очень любит музыку и ассоциируя её с насилием, считает насилие, своего рода, искусством.

    Его можно назвать прото-версией Тайлера Дёрдона. Точно так же отвергая все постулаты материальных ценностей.

    Картина начинается с того, как Алекс со своими друзьями решают пойти «на дело». Они вламываются в дом некого писателя, жену которого насилуют, а его жестоко избивают. Это может быть метафорой, намёком на роман 451 градус по Фаренгейту Рея Бредбери. Избивая писателя, Алекс уничтожает культуру внутри себя.

    Единственный вид творчества, который он воспринимает, это музыка. И конфликт на её фоне приводит Алекса к ссоре со своими друзьями. Он ударяет одного из них, когда тот помешал девушке в баре петь. В результате чего, его друзья плетут заговор против него, и Алекс оказывается в тюрьме.

    Где его, как и всех заключенных пытаются исправить и сделать хорошими с помощью религии. Алекс не понимает этого, так согласно его мировоззрению, люди хотят сделать его хорошим, потому что они сами хорошие, и не хотят, чтоб кто-то отличался от них — хороших. Они интересуются, почему человек плохой, но почему человек хороший — не интересуются. Они хотят, чтоб все были хорошими. Чтоб не имели права выбора.

    Через культуру, религию, общество пытается навязать Алексу миролюбие. Они не понимают, что всё это тщетно, потому что именно музыка мотивирует Алекса на совершение преступлений.

    После, Алекс разрешает опробовать на себе новый метод «лечения» заключённых, так называемый «метод Людовика». Суть которого заключается в том, что человек прошедший через это лечение, физически не способен причинить кому-либо боль, так как он чувствует ужасную слабость, страх и тошноту, когда только думает о насилии.

    Алекс соглашается на это, потому что после лечения его выпустят из тюрьмы. Лечение длиться только 2 недели. И Алекс решает, что это намного лучше, чем сидеть в тюрьме еще добрый десяток лет.

    Но во время лечения, Алекс с ужасом осознаёт, что он действительно не может совершать преступления. Потому что сама мысль о насилии причиняет ему физическую боль. Кроме того, столь любимая Алексом музыка так же становится для него источником диких страданий.

    И здесь задаётся главный вопрос всего фильма — действительно ли лечение сделает человека добрым? Ведь добро исходит изнутри. Добро надо избрать. Лишившись возможности выбора, человек перестают быть человеком. Может быть, человек выбравший зло, чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?

    Когда Алекс выходит из тюрьмы, за ним приходит отмщение. Все, кому он причинял боль, причиняют боль ему.

    Алекс принадлежит к новой субкультуре. Их язык, это жаргон nadtsatyh, представляет собой английский, в котором некоторые слова заменены русскими. Так девочка превратилась в kisa, парень в patsan, рука в ruker, глаза в glazzja, ограбление в krasting, удар в tolcheck. Эти слова очень выделяются на фоне английского, когда смотришь фильм в оригинале. Как сказал доктор Бродский, это результат славянской пропаганды.

    Автор романа, по которому был снят фильм — Энтони Бёрджесс, посетил СССР в 1961 году, где много общался со «стилягами». Поэтому, русский был выбран как основа, жаргонного языка для английской молодёжи.

    Это был очень грамотный шаг со стороны Бёрджесса. Поскольку роман был написан в 1962 году, когда Советский Союз был на пике своего могущества. Тогда еще стоял вопрос, чья же идеологическая машина сильнее. Советская — коммунистическая, либо Западная, проповедующая идеи капитализма.

    Возможно, Бёрджесс не догадывался об этом, когда он писал роман, но он предсказал будущее. Смотря на его роман сквозь время, мы понимаем, что всё произошло именно так, как он и предсказывал, только не западные страны стали подражать социалистическим государствам, а наоборот.

    Все эти «пати», «луки», «маст си» и прочие западные выражения, проникшие в русский язык очень похожи на язык nadtsatyh.

    Кроме того, в книге Алекс вскользь упомянул о законе, согласно которому, каждый взрослый человек должен работать. А как мы помним, тунеядство преследовалось только в странах соцлагеря.

    Из всех этих мелких деталей складывается одно общее умозаключение. В мире Алекса социалистическая идеологическая машина победила. Здесь можно искать и корень зла. Который очень тускло просвечивался в книге, и тем более в фильме, но мы можем понять, откуда растут ноги ультранасилия, обернувшись на совсем не давние события, произошедшие в России. Потеря инициативы, разочарование в идеологии, подмена понятий, вследствие чего глубокий культурный и духовный упадок, приведший к многочисленным конфликтам на Кавказе и в средней Азии в девяностых. Геноцид славянского населения в Чечне приведший к гражданской войне, не это ли является ультранасилием?

    Алекс считал свою точку зрения единственной верной. Когда Тем спросил у него глядя на звёзды, есть ли жизнь где-нибудь еще? Алекс ответил, что скорей всего там тоже есть жизнь, такая же, как здесь: одни режут, а другие подставляют брюхо под нож. Это говорит нам о том, что в мировоззрении Алекса насилие было естественным и нормальным явлением в любом обществе.

    И насилие было не способом заработать денег, или выжить. Оно было самоцелью. Процесс ради процесса. Они грабили первую лавку, чтоб дать денег старым ptitsam, которые бы прикрыли их во время второго ограбления.

    В доме старой кошатницы, когда Алекс увидел изображение Христа, он описал его как «бородатый святой vek, весь нагой, висящий на кресте».

    Алекс представлял себя Понтием Пилатом, когда читал Библию, его возбуждали мысли о том, как он порет Иисуса розгами, когда тот несет крест на Голгофу.

    Автор книги Бёрджесс, являясь человеком религиозным, всеми силами хотел показать Алекса, как абсолютное зло, тем не менее, ассоциируя себя с ним.

    Тем самым подчёркивая дуализм происходящего.

    Кубрик же, поставил во главу угла художественную, артовую сторону фильма, сместив на второй план смысловую составляющую, уделив ей меньше внимания, чем в книге.

    Заводной апельсин — это художественное повествование. Где арт стоит на первом месте (в хорошем смысле этого слова, в плохом см. Мстители), что однако не мешает ему быть очень умным и глубоким фильмом. Не таким глубоким, как книга, по которой он был снят, к сожалению.

    27 ноября 2013 | 06:03

    Браво, Кубрик! Не буду углубляться в подробности сюжета, просто объясню свой заголовок.

    Фильм-вызов. У меня данная картина вызвала желание делать добро. Банально, согласна. Но ничего с этим не поделаешь. Слишком большая порция агрессии и ненависти сыграла свою роль. Если честно, часто критикую сцены насилия в фильмах, но тут все было в цель. Не возникло ощущения перебора. Далее объясню почему.

    Фильм-гротеск. Гротескно в «Заводном апельсине» почти все: начиная с четкого, искусственного марша работников тюрьмы (а впоследствии и Алекса) и заканчивая чавканием того же Алекса в конце фильма. Да и сам интерьер (молочное кафе, где столами служат женские оголенные манекены), костюмы шайки и их грим (я думаю, сразу же обратите внимание), некоторые реплики и гримасы (по-другому их не назовешь) добавляют к общей картине гротеска, и я бы сказала, реальной театральности.

    Фильм-парадокс. Главным парадоксом для меня является несоответствие музыки и действия в картине. На первый взгляд может показаться: бедный Бетховен неужели же он для этого творил, чтобы на его музыку положили сцену совокупления трех безумных людей да еще и в перемотанном режиме?! Но, подумав, понимаешь, что это еще один великолепный прием Стенли Кубрика для того, чтобы зритель еще больше окунулся в атмосферу безумства болезненной фантазии главного героя.

    Так вот, почему не было перебора? Интереснейшие приемы режиссера, игра актеров, музыкальное оформление, все это не дает зрителю окунаться в насилие который видит его глаз. По крайней мере так было у меня — мой мозг концентрировался на другом.

    Отмечу бродягу в начале фильма, в уста которого режиссер вложил одну из главных мыслей картины: «В этом мире больше нет закона и порядка, потому что в нем молодые больше не уважают стариков…»

    Прием бумеранга можно отнести к судьбе главного героя. И все вернулось на круги своя — это тоже о нем.

    Ультранасилие… Вы как хотите ребята, а я оптимистка и уважаю стариков. Надеюсь вы тоже и мы далеко не потерянное поколение

    А фильму заслуженно

    10 из 10

    6 марта 2012 | 01:42

    Фильм заводной апельсин не мог не вызвать ажиотаж, т. к. книга Бёрджесса, в своё время (по мотивам которой и был снят фильм) была запрещена, в середине ХХ века было очень много скандалов связанных с вытеснением «Заводного апельсина» из школьной литературы по социальным мотивам, но ведь и попадала она туда не случайно (всё по тем же мотивам). Заводной апельсин, поднимает довольно сильную тему — моральные устои современного общества и к чему всё это может привести, при чём он разносит в пух и прах всю этику и показывает жестокость и насилие стиле мьюзикла. А что было бы если бы все эти плохие вещи мы делали с такой же непринуждённостью, как чувствуем себя когда поём весёлые песни или просто танцуем, и в конце кнцов, что этому может помешать?

    Главный герой Алекс (МакДауэлл), он со своими друзьями целыми днями напролёт избивает бездомных, насилует невинных граждан, грабит дома и по-настоящему вытягивает из жизни всё то, что она огородила от людей цивилизованностью, моралью и т. д. 

    Далее, за свои проступки Алекс попадает в тюрьму, где ему удастаивается честь, участвовать в научных эксперементах, которые по мнению, активистов этих опытов, должны излечить насильника и избавить его от злых умыслов. Далее, разворачивается история, которая и ведёт к главной морали истории.

    Фильм, конечно можно назвать специфическим. Он уходит далеко от норм классического кино, да Кубрик и не приверженец этого стиля, но просто если назвать этот фильм драмой, то это может показаться недосказанным жанровым обозначением. Заводной апельсин, это психоделическая хоррор комедия.

    Да, мораль которую несёт фильм имеет право на жизнь, но то как это показано, просто мешает всерьёз воспринимать этот фильм. И я не говорю о жестокости, нет, дело всё в том, что стилистика фильма имеет окрас не любимого мною, юмора монти пайтона, что даже, словом бред и не описать, это сильее чем бред.

    МакДауэлл справился со своей ролью наотлично, постановка тоже показалась мне довольно качественной и операторская работа тоже не вызвала недовольствие. Но вот абсурд который встречается сплошь и рядом в этом фильме, не смотря на то, что это скорее аллегория за занавесом которой спрятано реальное британское общество того времени, просто отталкивает от этого фильма. Хотя многих, как показывает количество рецензий, может и притянуть.

    18 апреля 2011 | 18:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    саундтрек, 481 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    9 мая в прокат вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», в котором юные студентки колледжа сначала весьма нестандартным путем добывают деньги себе на каникулы, а потом уходят в окончательный и бесповоротный отрыв. КиноПоиск вспоминает самых неудержимых подростков-бунтарей в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Унесенные ветромGone with the Wind8.317
    86.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.317
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.314
    88.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.306
    89.АмадейAmadeus8.306
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service93.03%
    27.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron93.02%
    28.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.76%
    29.ЭверестEverest92.63%
    30.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.63%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Класс коррекции10
    Город героевBig Hero 612
    ЯростьFury5
    Горько! 228
    Звездная картаMaps to the Stars4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.393
    Город героевBig Hero 68.431
    ЯростьFury7.479
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.844
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры