всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • На прилавке музыкального магазина, на 26 минуте фильма виден девятый студийный альбом группы The Beatles «Magical Mystery Tour».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • еще 15 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3612 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Впечатлений очень много. Это то, что нужно видеть. Даже спустя столько лет после выхода этого фильма, когда общество привыкло к более жестоким сценам насилия, он шокирует. Быть может потому что они предельно реалистичны. Нынешняя бутафорская кровь, горы трупов и красивые картинки убийств не оставляют ничего в душе. А в «Заводном Апельсине» именно насилие как оно есть и было.

    Алекс жил как хотел, вел себя как хотел, получал удовольствие от своей власти. Но не думал, что так закончит. Он вообще ни о чем не думал, кроме удовлетворения своих потребностей в насилии. Он наслаждался им. Постепенно его предают все. Дружки, подставившие его и даже родители… Когда ему нужна помощь, они отворачиваются. Их мне никогда не понять. Все-таки он заслужил шанс.

    Предельно показана система власти, которая ради утверждения своей позиции в обществе, готова прибегать к антигуманным методам (которые с виду кажутся весьма добрыми, а главное эффективными). Люди верят в них, восторгаются ими. Но напичкать человека лекарствами и заставить пережить почти смерть, ужасную боль и страх — это еще полбеды. Они лишили Алекса выбора. Он стал существом и перестал быть человеком.

    Церковь, которая на самом деле ничего не значит и требует от людей, живущих в ужасных условиях во что-то верить, тюремные надзиратели, творящие беспредел, органы полиции, нанимающие в свои ряды бывших головорезов… Все это производит неизгладимое впечатление и пугает почище гадзил в резиновых масках.

    10 из 10

    29 мая 2009 | 18:36

    Заводной Апельсин — Роман наполненный противоречивым смыслом, множеством сменяющих друг друга событий, которые еще стоит успеть уловить, к тому же, он строится на так называемом антигероизме.

    Алекс — подросток, который имеет безупречный вкус к музыке и изощренному насилию.

    Он пример утонченности духовной и испорченности физической. Берджесс подает главного героя, как уникального мальчика, хотя и есть попытки интерпретировать роман, как общее описание подросткового мира того времени.

    Впрочем, не смотря на то, что центром нашего внимания становится Алекс, его окружают уличные банды, главарем одной из который является он сам. Не зря роман был признан одним из жесточайших произведений всех времен. Я бы даже назвала его слегка издевательским. Моральная агрессия героев слишком скрыта — так уж повелось, что мы можем оправдать любой поступок, если находим ему какие-то объяснения в виде мотивов, аффектов и психической подавленности. Но в Заводном Апельсине мы наблюдаем сухую жестокость, хулиганство не столько ради выгоды, сколько ради самого процесса.

    Хулиганство… и превосходная музыка!

    Алекс, по моему мнению, становится для читателя эталоном стиля. В его стиле сделать так, чтобы преступление прошло идеально, в его стиле обожать классическую музыку, достигая катарсиса от Девятой Симфонии Бетховена, в его стиле, наконец, эти русские выражения, его крепкое словцо, что несвойственно остальным.

    Герой приобретает слишком мужественные и взрослые черты для своего возраста. Пройдя через множество жутких испытаний, Алекс отвечает за все свои поступки и приходит к совсем уж необычайному концу…

    Что касается фильма Стенли Кубрика, снятого по роману Энтони Берджесса, то эта картина еще более противоречива, чем роман. Но уже не в самом приятном смысле.

    Несомненно радует актер, сыгравший Алекса. Малкольм Макдауэл идеально справился с этой ролью, я поистине могу считать это самой лучшей его актерской работой. Вероятно, мое представление об Алексе просто сошлось с его образом в фильме…

    В остальном начинается череда минусов.

    Мне особенно удивительно говорить о минусах в картине Кубрика, так как это, все же, признанный гений кинематографа. Но такое звание позволяло ожидать от него лучшего.

    Во-первых, фильм был испорчен тем, что из сюжета напрочь была вырезана последняя глава, в которой, кстати, решается вся дальнейшая судьба главного героя. Эта самая заветная глава, которая располагается всего на 4-5 страницах, просто говорит за весь роман в общем, переворачивает представление о том, что читатель (зритель) анализировал до этого. До сих пор не понимаю, как Кубрик пошел на такое жестокое преступление против сюжета гениального романа…

    Во-вторых, стоит отметить, что фильму не хватило тончайшего юмора, который присутствует в книге. Практически каждая мини-сцена в отдельной главе сопровождалась неким курьезом, неким скрытым фарсом. Это тоже немаловажно для восприятия картины.

    В-третьих, со сценами насилия Кубрик справился не в полной мере, уже хотя бы потому, что моральное и физическое давление, которое Алекс переживал, находясь на лечении, не проедало зрителю душу так, как делал это текст книги.

    Вывод сделан однозначный: Книга, как источник сюжета, всегда будет и останется более полной, чем её экранизация.

    Но, если же кинематограф является первооткрывателем идеи, то никакая книга по фильму не будет такой страстной, как режиссерская постановка.

    Первоисточник — единственное средство понимать, что вам говорит автор, зачем он это делает и чего он от вас хочет.

    Смотрите хорошие фильмы, читайте превосходные книги.

    6 из 10

    5 мая 2015 | 17:45

    В январе 2010 года я уже написал рецензию на фильм «Заводной апельсин». Подчеркиваю, именно на фильм. Эта рецензия не является каким-либо дополнением и, тем более, опровержением. Моя первая рецензия на этот фильм была написана после моего первого его просмотра, тогда я еще не читал книги Энтони Бёрджесса. С тех пор я прочитал книгу и пересмотрел фильм. В предыдущей рецензии я писал свои впечатления от фильма. В этой рецензии я буду сравнивать книгу с фильмом. Правда, немного напишу и о самом фильме, о том, о чем я просто не могу не написать в рецензии на «Заводной апельсин». Сомневаюсь, что эту рецензию, как впрочем и почти все мои рецензии, можно назвать объективной.

    Итак, книга и фильм очень сильно похожи. Точнее будет сказать, что сюжет у них похож, похож почти как две капли воды. Почти. Есть различия и сейчас я эти различия напишу, также напишу свое отношение к ним.

    1. Одно из отличий возраст. Возраст главных героев. Визуально Алексу в фильме около семнадцати лет. О его возрасте зритель мало что знает, только то, что он учится в школе. В книге же ему пятнадцать лет, его дружки чуть старше. Также немного о девушках, с которыми Алекс хорошо провел время в первой половине фильма. Также, визуально они кажутся ровесниками Алекса, около семнадцати лет. В книге же им всего на всего по десять лет. Я считаю это отличие не очень весомым.

    2. Еще одно отличие заключается в том, что в начале в книге описывается чуть больше «приключений» Алекса. В фильме одно из них не показано, а два соединили вместе, слегка изменив. Остальные «приключения» в начале показаны без изменений. Это отличие я считаю тоже не существенным, смысл всего этого сохранен.

    3. Немного по другому выглядит сцена в доме «старой птицы». Здесь многие спорят, где эта сцена лучше. В книге или в фильме. Мне эта сцена понравилась и в книге, и в фильме.

    4. В книге, когда Алекс с дружками оказываются в доме писателя в начале фильма, выясняется, что этот писатель работает над книгой «Заводной апельсин». Очень интересный факт. Ведь, писатель Энтони Бёрджесс потерял свою беременную жену. Ее избили дезертиры американской армии. После этого она умерла. В фильме не было показано, что этот писатель работает над «Заводным апельсином». Незначительное отличие, но если честно, жаль, что в фильме об этом не упоминается.

    5. Ну а сейчас самое важное отличие. Книга разделена на четыре части. Последняя является что-то вроде эпилога. Я считаю, что именно в этом эпилоге и заключен весь смысл книги. В фильме этого эпилога просто нет. Фильм заканчивается тем, чем заканчивается третья часть книги. Но не спешите ругать фильм. У фильма тоже есть смысл, только он другой. Фильм «Заводной апельсин» произведение Стэнли Кубрика, а не Энтони Бёрджесса. Честно сказать, прочитав книгу, я подумал, что заканчивается она лучше, чем фильм. Но потом я подумал что я вынес из фильма и что вынес из книги. Я подчеркиваю, что Я вынес. Я не заявляю, что фильм о том, а книга об этом. Я пишу то, что именно я понял. Каждый поймет по разному и книгу и фильм. Из фильма я вынес, что такие ублюдки как Алекс всегда будут на коне. У него всегда будут деньги, у него всегда будет работа, он будет жить припеваючи в свое удовольствие. Будет делать то, что он захочет. Из книги я вынес, что хулиганство, если можно так выразится, удел молодых. Позже они вырастут и все переосмыслят. Возможно, они не будут жалеть о содеянном, но все переосмыслят. И когда я пришел к этому, я понял, что фильм мне понравился больше. То что я вынес из фильма показалось мне более правдоподобным. Это не все, что я вынес из всей этой истории, но остальное, хотя тоже важно, более второстепенно.

    Это не все различия между фильмом и книгой. Остальные различия не очень существенны, но, описывая их, я могу невольно создать спойлер.

    Ну а теперь немного напишу о самом фильме, как я написал в начале этой рецензии, о том, о чем я просто не могу не написать в рецензии на «Заводной апельсин». В первую очередь, это режиссура. Стэнли Кубрик гениален как всегда. Фильм погружает в необыкновенную атмосферу. И здесь поражает все. Интерьер в том числе. Фильм довольно необычен как в манере съемки, так и в визуальном дизайне. Например, необычный интерьер в доме Алекса и в доме писателя. Необычные костюмы главных героев. Все это создает необычную картинку. Я просто восхищаюсь работой Кубрика над этим фильмом.

    В прокате фильм шел хорошо. Но все не так было гладко с этим фильмом. После его выхода в прокат, моментально стали опубликовывать статьи, в которых Стэнли Кубрика обвиняли. Его обвинили в том, что его фильм вдохновил несовершеннолетних преступников. Статьи в газетах пестрели такими заголовками, как: «Банда „Заводной апельсин“ убила мою жену», „Молодежь подражает герою „Заводного апельсина“ и т. д. В одном из интервью Кристиана Кубрик сказала: «Атака на „Заводной апельсин“ была особенно сильной в Англии. Это было невероятно. Кубрика обвиняли в убийствах и нанесении увечий. В каждом убийстве, совершенном в Англии, был виноват «Заводной апельсин“». Кубрику приходили письма с угрозами, он боялся отпускать детей в школу. И он принял решение снять фильм с проката в Великобритании. Он был недоступен в Англии до 1999 года.

    Актерские работы в фильме великолепны. Они соответствуют стилю фильма. Отлично подходит на свою роль и отлично исполнил ее Малкольм МакДауэлл, исполняющий роль Алекса.

    В фильме просто шикарное музыкальное сопровождение, если конечно его можно назвать сопровождением, ведь это часть всего произведения. Как в фильме, так и в книге большая роль уделяется музыке. Особенно музыка Людвига вана Бетховена. Честно говоря, после просмотра фильма, я скачал настоящую девятую симфонию Бетховена и переделанную для этого фильма, установил на плеер и слушаю ее уже несколько месяцев. Режиссура, игра актеров, интерьер, музыка соответствует единому стилю, погружающему в необычную атмосферу.

    «Заводной апельсин» Классика Мирового Кинематографа, как и многие фильмы Стэнли Кубрика. И фильм мне понравился больше, чем книга.

    «Мне кажется, что история кино делится на две эры: до Стэнли Кубрика и после Стэнли Кубрика. Особенно в том, что касается использовании музыки в кино. До Стэнли Кубрика музыка использовалась в фильмах в декоративных целях, либо чтобы подчеркнуть наиболее эмоциональные моменты. После Стэнли Кубрика музыка — неотъемлемая часть повествования, интеллектуальный двигатель фильма» (Тони Пламер).

    Оценка книге:

    9 из 10

    Оценка фильму:

    10 из 10

    15 июня 2010 | 12:48

    Всё познаётся в сравнении, и невозможно в полной мере оценить это кино, не прочитав книгу. Одни и те же герои, но совершенно разные исполнение и финал.

    О чем книга.

    О подростковой жестокости, юношеском цинизме и ненависти ко всему миру. «Заводной апельсин» — незрелый человек, подросток. Это плод Божий, Бог завел его, и вот он идет по прямой, круша всё на своем пути. Непреодолимое желание уничтожать, топтать — сущность заводного апельсина, последствие его неспособности еще управлять собой и нравственной неразвитости.

    Склонность к насилию — явление неизбежное, вечное, продиктованное природой, но в подростковом социуме она содержится в повышенной концентрации.

    Насильно насаждать гуманизм, добро, общечеловеческие стандарты поведения в заводном апельсине, загонять его в рамки и лишать свободы выбора в том, как мыслить и жить — бессмысленно, безрезультатно. Это ломка личности, но не решение проблемы. Автор оставляет право выбора за самим тинейджером, только он сам, взрослея, отказываясь от прежнего образа мыслей, из безмозглой машинки становится человеком.

    О чем фильм.

    Фильм — пародия на мрачную, страшноватую историю, поведанную Берджессом. От книги осталась только хорда — то есть последовательность событий, основа сюжета. Но зверь, сконструированный Кубриком на этом позвоночнике — совершенно другой. Странный, аляповатый и по-шутовски скалозубый. Он поверг меня сначала в недоумение, так как ожидалась депрессивная, тяжелая повесть. Затем к нему возник интерес, а под конец — и симпатия.

    Страшно было начинать смотреть фильм, зная, что главному герою Берджесса — насильнику и убийце Алексу — пятнадцать лет, его жертвы — десятилетние девочки и беспомощные старики. Но у Кубрика мир взрослый, и детям в нем делать нечего. Вместо девочек — разбитные дамочки, а сам Алекс и Ко — очень даже взрослые подлецы. Кстати, интеллигентных пенсионеров заменили пожилые спившиеся бомжи. Но, главное, подача: нелепая, буйная квазиреальность. На том вздохнулось с облегчением — можно смотреть, не закрывать от ужаса глаза, иногда даже улыбаться и с головой погружаться в кричащий, хипповатый параллельный мир в духе семидесятых.

    Кубрик интерпретировал социальный кошмар в театральный крышеснос. Но, как ни странно, в его основе залег более глобальный вопрос: а возможно вы «вылечить» от тяги к насилию человека как такового.

    Смехотворность подобной идеи, наивность надежды на искоренение в человеке темных начал, подчеркнута великолепным фарсом, перегибанием палки в каждой сцене, в каждом выражении эмоции. Костюмы, поведение героев, антураж — всё это маскарад безумия под светлую классическую музыку.

    Невозможно серьезно отнестись к мнимому порнографизму творения Кубрика, который многих так шокировал и оттолкнул. Трехбуквенный вандализм на стенах домов, эротическое безобразие под личиной авангардной живописи в доме пожилой «птицы» и столы в виде голых девиц в баре, фрейдистское мороженое в руках «кис» и столь же красноречивая маска главного героя, тема «старого, доброго сунь-вынь», красной нитью проходящая через всё повествование — не что иное, как утрированное выражение нигилистическо-пофигистической философии «f**k them all», которой руководствуются безжалостные разрушители общественных устоев. И его апофеоз — расквашивание законопорядочной гражданки керамическим колоссом в виде известной части тела.

    Притом, само насилие преподнесено аккуратно и специфично, не имея ничего общего с современными слишком натуралистичными кровавыми кинобифштексами.

    Актерам дали возможность удариться во все тяжкие и переигрывать сколько влезет, что отлично сработало, придав всей истории нужную комичную театральность. МакДауэлл со своим взглядом исподлобья, хищным искривленным ртом и просто завораживающей мимикой моментально привязывает к экрану, с первых кадров. Великолепная работа.

    Кубрик филигранно простебался над проблемой искоренения насилия в обществе, доказав ее утопичность. У Берджесса юный убийца вдруг резко захотел жениться, нарожать детей и стать мирным, среднестатистическим гражданином. Странное такое, неожиданное чудо. У Кубрика в финале Алекс ведет себя совершенно иначе. И несмотя на всю нелепицу происходящего на экране, именно этот фарс и похож больше всего на реальную жизнь.

    10 из 10

    21 марта 2013 | 20:19

    Когда я начал смотреть ВЕЛИКИЙ фильм, я хотел вручить его создателям и исполнителям ролей не одну Золотую Малину (в особенности — Макдауэллу и Кубрику). На середине фильм меня завлек, а в конце я просто закидывал всех вышеперечисленных Оскарами.

    Это — гениальный фильм, лучшая роль Макдауэлла и смесь психологического триллера и глубокой драмы.

    Моя оценка: 9 из 10 (за слишком преувеличенное кол-во эротических сцен).

    6 июня 2009 | 19:50

    Почему «Заводной апельсин» — это отличный фильм? Наверное, из-за главной идеи, красной нитью проходящей через весь сюжет.

    Главный герой, Алекс — это малолетний ублюдок, звереныш, который уже в юном возрасте совершил столько преступлений, из-за которых и атеист поверит в ад, лишь бы быть спокойным за то, что после смерти эта мерзость будет вечно искупать каждую слезинку своей жертвы невыносимой болью. Он зверь, которого надо держать в клетке, дрессировать — это и делают с ним сначала, но в дело вмешиваются вездесущие толерасты. Эти идиоты думают, что Алекс — всего лишь ребенок, невинная жертва политической системы. Во время просмотра так хочется пожелать, чтобы такой Алекс убил\изнасиловал их близкого человека, чтобы на личном примере тупые жалельщики поняли, что зверя ни в коем случае нельзя отождествлять с человеком, давать ему человеческие права и власть. Иначе все выйдет так, как показано в финале фильма.

    9 из 10

    5 ноября 2011 | 01:54

    У меня странные взаимоотношения с этим фильмом. Мало того, что я видела его достаточно давно, причём не сначала — где-то с тридцатой минуты (и меня это нисколько не смущает), я ещё и книгу прочла уже после просмотра экранизации (а надо вроде как наоборот). По поводу последнего. Весьма и весьма странное явление: в моём сознании роман и фильм никак не могут не то что соединиться в единое целое, а даже хоть как-то соприкоснуться. Ну никак у меня не получается даже представить одно частью другого. Словно это две совершенно различные субстанции, вообще никак друг с другом не связанные. Конечно же, это совсем не так. Но я хоть убей, не могу сказать, что между ними общего, а в чём разница. Что лучше, а что хуже. Хотя не бывает так, чтобы копия была лучше оригинала, а экранизация — это та же копия, только лежащая в другой плоскости, я не могу поручиться, что фильм хуже. Книга гениальна, фильм гениален… и я окончательно запуталась. Такой простой вопрос для меня оказался неразрешим.

    Книга.

    Несколько слов о романе. Футуристическое с вкраплениями сюрреализма произведение с очень интересной историей создания. Написано едким и метким стилем — каждое слово, каждая метафора и каждый эпитет подобраны так, что лучше подобрать ну просто невозможно. Именно за этот стиль я навсегда полюбила писателя Энтони Бёрджесса — мастера изображения мрачных урбанистическо-этических реалий и «нереалий». Лаконичные на самом деле описания из-за обилия наречий и междометий кажутся громоздкими, не теряя при этом своей точности. В своих произведениях Бёрджесс будто смеётся, даже издевается над теми отвратительными вещами, о которых пишет, никогда не переходя на гротеск. Они (произведения) насквозь пронизаны отстранённой насмешливой горечью. И конечно одна из самых, по моему мнению, потрясающих находок за всю историю литературы — надсат. Вот то, за что я обожаю самый известный роман Бёрджесса. Это если говорить о форме. А насчёт содержания… нет, лучше сначала написать про фильм.

    Фильм.

    Ах, как это здорово, когда какой-либо просмотренный фильм является первым творением знаменитого режиссёра, увиденным тобой! Вот они, свобода от груза несвежих эмоций и безграничный простор для лишённых предвзятости мнений! Вот я пишу про шедевр Стэнли Кубрика. Я совершенно не знакома с другими его фильмами, и поэтому у меня нет необходимости рассматривать «Заводной апельсин» как «один из…». Вот он передо мной, такой цельный и абсолютно независимый. При этом я не вырываю его из контекста творчества Кубрика — я словно снимаю пенку, плавающую на поверхности, такую лёгкую и самостоятельную. Кхм… Я не знаю, что там Кубрик вытворял в остальных своих фильмах, но после «Заводного апельсина» я готова подписаться под каждой строчкой, где написано, что он гений! И опять я не могу сказать, чем этот фильм меня зацепил. Он даже не поглотил меня — он меня проглотил, не жуя. Замечательнейшая деталь — обязательные для русского зрителя субтитры. Они делают фильм ещё более своеобразным, нестандартным, исключительным, чем он был бы при их отсутствии. Мы имеем возможность словно оказаться внутри бушующе-спокойной фантасмагории фильма, вовлечённые туда криками, стонами, шёпотом, смехом, ругательствами героев, не искажёнными дубляжом. Не спрятанный за озвучкой вкрадчивый голос Алекса помогает составить правильное мнение о персонаже, совершающем свои гнусные злодеяния с невинной улыбкой и почти детской весёлостью в глазах. Конечно, мне понравилась игра Мальколма Макдауэлла, исполнившего роль ожесточённо-обаятельного морального урода. Она просто не могла не понравиться. Сразу скажу — его Алекс не вызвал у меня ненависть. Я симпатизировала ему и жалела его. И я не хочу за это оправдываться. Я судорожно преклоняюсь перед талантом и статичностью Макдауэлла. Но цепляет в фильме что-то совсем другое — неуловимое, скрытое. Что-то, что я не смогла увидеть, а только почувствовала. «Заводному апельсину»-фильму присуща та же простота и краткость, что и роману, здесь нет ни одной лишней мелочи. Здесь вобще нет мелочей — всё глобально и весомо. Только простота разбавлена аккуратными яркими акцентами. И весь фильм превращается в манящее, притягательное, гипнотизирующее зрелище, глухое и глубокое, как толща воды. И из него не хочется выныривать на поверхность. Он заставил меня содрогнуться, но отвернуться от экрана… Ни за что! Это было выше моих сил. Не хочу разбираться, работа ли оператора или монтажёра или ещё кого-то сделала фильм таким приятным глазу; не хочу копаться и выискивать тот «икс», который так сильно меня затронул (бесполезное было бы занятие); не хочу знать, что интереснее — композиция фильма или тот вывод, который мы должны сделать после просмотра. Не хо-чу! Хочу просто всегда помнить об этом фильме, любить его и неистово им восхищаться. И ещё. Кому-то для объективности приходится пропускать сей фильм через призму других работ Стэнли. А я наоборот могу теперь оценивать фильмы Кубрика (если когда-нибудь их посмотрю) по заданному им трафарету-«Апельсину» — дотягивают ли они до таких высот. Как же это прекрасно!

    А вывод… Вывод каждый для себя делает сам. Или просто наслаждается великолепным зрелищем… кому как угодно. Вычлененный из «Заводного апельсина» критиками вопрос «Выход ли это — лишать индивида возможности выбора, быть ему плохим или хорошим?» — не то, над чем размышляет фильм. В нём вы не найдёте ответа на этот вопрос. Он, скорее, о том, что зло непобедимо, вечно. Оно формируется само по себе и живёт по своим законам. И его чрезвычайно трудно искоренить, что ни изобретай. Злом был Алекс — ему промыли мозги, и злом стали несчастные «kashki», ранее от зла страдавшие. Всё относительно, всё замкнуто, и все мы — участники «круговорота зла в обществе». Кажется, так.

    Критерии для оценки этой очень необычной картины для меня остаются загадкой. Если я без ума от него, то наверно должно быть

    10 из 10

    5 февраля 2012 | 17:00

    Наконец-то и я посмотрел легендарный шедевр гениальнейшего режиссера Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Просто не мог не посмотреть, ибо уже много слышал о нем, в основном положительные и восхваляющие отзывы. Посмотрел… Чувства в итоге скорее негативные, чем положительные. Но обо всем по порядку.

    Говорю сразу, что роман-первоисточник Энтони Берджесса не читал, так как утверждают, что будто бы там заложен совсем иной смысл, нежели в фильме. Но это в принципе не важно, так как обсуждается именно кинокартина, а не книга. Смысл и идея ленты — одни из немногих компонентов «Заводного апельсина», понравившихся мне. От фильма так и веет мизантропией и пессимизмом. Мне не удалось найти ни одного положительного персонажа, кроме разве что священника в тюрьме. Атмосфера мира Алекса наполнена мраком, угрюмостью, ненавистью и жестокостью. А финал демонстрирует нам горькую правду: зло и насилие неистребимо, оно начало свое существование с момента появления Homo Sapiens и будет существовать до тех пор, пока данный вид живет на планете. Для такого ублюдка и подонка, как Алекс, все кончается вполне благополучно: его ждет высокий пост в правительстве, теперь он будет сеять ультранасилие законными путями. Невеселая перспектива, да?

    Режиссура Кубрика заслуживает высокой похвалы, недаром ведь многие критики называют «Заводной апельсин» лучшим срежиссированным фильмом всех времен и народов. Очень четко построена композиция картины: сперва нас как бы вводят в курс дела, знакомят с Алексом и его бандой, с его миром и его порядками, затем следует тюремная жизнь и эксперимент по искоренению насилия, потом скитания Алекса по городу и его встречи со своими жертвами, и наконец — финал, который как бы перематывает пленку назад, в самое начало, ведь в итоге Алекс вернулся к истокам своей бесчеловечной натуры. Также порадовали операторская работа и саундтрек, состоящий из классических композиций.

    Самым главным минусом является утрированная игра актеров, которую вполне можно сравнить с современными молодежными комедиями наподобие «Очень страшное кино» и т. п. Малкольм МакДауэлл еще держится на более-менее приемлемом уровне, только иногда скатываясь в «шутовство» подобно другим. Остальные же актеры (особенно исполнители персонажей Джорджи и писателя-инвалида) то ли намеренно, то ли из-за недостатка профессионализма явно переигрывают и смотрятся очень нелепо и смешно. Мало того, весь фильм выполнен в стиле огромного гротеска. Все здесь ирреально, начиная от дурацких и нелепых костюмов героев и заканчивая интерьерами зданий и домов. Из-за этого всего было как-то неудобно смотреть фильм, так как чувство несерьезности не покидало ни на минуту. Также фильм изрядно затянут, к середине я уже нервно поглядывал на часы.

    Неудивительно, что «Заводной апельсин» так и не был удостоен ни одной значимой награды. Только из-за статуса «культовый фильм» ставлю с натяжкой

    7 из 10

    Если быть искренним, то я глубоко пожалел потраченное мной время на просмотр шедевра Кубрика. Мне показалось, что такой несусветной чуши я давно не видал, а режиссер попросту хотел эпатировать тогдашнюю публику откровенными сценами насилия и секса. А теперь минусуйте на здоровье, друзья!

    12 августа 2010 | 12:55

    Скандальная лента 1971-го года, после которой, как отмечал Энтони Бёрджесс, «шпана стала подражать героям фильма».
    Сразу же скажу, что книгу я читал, и фильм разочаровывает.

    В книге, помимо сцен насилия и разговоров, было много забавного и смешного. В конце концов, это обязательно. Произведение, где нет юмора, уже многое теряет.

    Разве же это правило для великого Кубрика?

    Он превращает весь фильм в большущий художественный символ. Скажем, в сцене убийства старухи у Бёрджесса тоже была драка. Но в ней принимали активное участие кошки, герой наступал в блюдечки с молоком и т. п. Кубрик кошек игнорировать не может, но хочет. Поэтому к началу драки животные испаряются, а схватка со спортивной старушенцией превращается в какое-то, пардон, фаллическое фехтование. Довольно пошло, живо напоминает «Самый лучший фильм»…
    С выхолащиванием чисто житейского подтекста засчёт формалисткого решения кадров, Кубрик оставляет главную идею. А она довольно скользкая.

    К тому же у Бёрджесса был ещё эпилог, где коротышка Алекс предстаёт перед читателями через какое-то время и он, судя по всему, «завязал».

    В остальном фильм следует книге, правда, Кубрик (как обычно) перегибает палку с сексом — экранизированы не только все сцены изнасилований, но и додуман новый интим (вспомним, чем началась сцена в больнице), а бар «Корова», где герои пьют moloko, оформлен исключительно белыми женскими манекенами.

    28 мая 2009 | 11:09

    О Стэнли Кубрике стоит говорить и его работы стоит обсуждать. Это я поняла, когда увидела его фильм, культовую экранизацию культовой книги «Заводной апельсин». До этого я не была знакома с его работами, но слышала о нём много. Должна заметить (и возможно я не первая и даже не последняя), что Кубрик своеобразен. Досмотреть эту картину мне смоглось только с 3-4 раза, а после просмотра появилось стойкое ощущение, что я ничего не поняла. То есть не совсем ничего, а всего того важного, что понимают в нём (и в книге) другие. Многие любят бросаться словом «шедевр» в его сторону, но почему — для меня остаётся загадкой.

    Что вижу я: жестокий, безумный и беспринципный парень пытается жить, как ему нравится (бить, грабить, убивать, издеваться). Он попадает в тюрьму, потом в руки врачей, которые якобы «изменяют» его сущность. И вот этот парень теперь на высоком чину с большой властью. Круговорот жестокости действует нормально, если даже не отлично.

    Что видят в нём все остальные? Чтобы ответить на этот вопрос, я думаю. мне нужно расти. Чтобы дорасти до романа и до фильма, мне нужно лет 10, ни меньше. Прискорбно звучит, но в свои 17 я чувствую, что не поняла это произведение должным образом. А может быть это не так. Время покажет.

    7 из 10

    P.S. А Кубрик, я смотрю, весь в символах и подтекстах.

    28 августа 2013 | 17:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 129 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    220.СтолкновениеCrash8.077
    221.ПрофессионалLe professionnel8.077
    222.Берегись автомобиля8.077
    223.Старший сын8.077
    224.АпокалипсисApocalypto8.076
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising92.59%
    32.Звёздные войны: Эпизод 8Star Wars: Episode VIII92.25%
    33.Изгой-Один. Звёздные Войны: ИсторииRogue One: A Star Wars Story92.19%
    34.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.07%
    35.Большой и добрый великанThe BFG92.02%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВысоткаHigh-Rise33
    Экипаж54
    Ограбление казиноKilling Them Softly111
    127 часов127 Hours415
    Убить БульюKill Buljo: The Movie3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.302
    Несносные ледиMother's Day7.055
    СомнияBefore I Wake6.724
    Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War6.327
    #ВСЕ_ИСПРАВИТЬ!?!
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры