всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3418 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Один из самых запоминающихся фильмов Стэнли Кубрика, и один из моих любимых.

    История молодого парня Алекса, имеющего непреодолимую тягу к насилию,
    любого зрителя не оставит равнодушным: фильм о парадоксах человеческой природы, а именно о двойственности человеческого характера, в котором одновременно сочетаются самые противоположные качества — добродушие, внимание и любовь к ближнему и, в то же время, лицемерие, месть, ненависть…

    Впрочем, и не только об этом, поскольку фильм насколько содержательный,
    что каждый зритель может увидеть в нем и другие грани, касающиеся не только
    несовершенства человеческого характера, но и, как следствие, несовершенства человеческого общества, а также будущего, которое нас ожидает, и т. д. 

    Малкольм МакДауэлл исполнил в этом фильме свою, пожалуй, самую яркую роль, роль, которая безжалостно испытала на прочность все его душевные и физические качества (уже с самых первых кадров, когда Алекс исподлобья смотрит прямо в камеру, зритель чувствует, что он — Алекс — как будто и не на экране вовсе, а рядом с тобой, сидит прямо напротив и смотрит в твои глаза. Ощущение просто фантастическое).

    Музыкальное сопровождение в фильме, безусловно, в немалой степени способствовало его громкому резонансу в свое время. В первую очередь, мне кажется, это касается песни «Singing in the Rain», которая, будучи в одном фильме гимном любви, самому прекрасному и необъятному человеческому чувству, в этом фильме по легкому мановению гениального режиссера превратилась в чуть ли не гимн другому, но уже намного менее положительному человеческому качеству — ненависти и насилию, то есть всего того, что в нормальном обществе принято порицать (один из намеков на 
    непостоянство человеческого характера, коих в фильме целое множество).

    Итог: киношедевр, содержащий целый ворох немаловажных филосовских вопросов, касающихся человека и общества, не умрет никогда, потому что на данные вопросы никто и никогда не смог и не сможет дать четкий и вразумительный ответ. А это значит, что фильм будет актуальным постоянно.

    10 из 10

    26 мая 2009 | 10:40

    Наконец-то, преодолев лень, забывчивость, занятость и «неподходящее настроение», я посмотрела фильм «Заводной апельсин».

    Должна признаться, что он вызвал у меня целую палитру разнообразных эмоций. Дело в том, что я была крайне поражена одноимённым романом Энтони Бёрджесса и являюсь его (романа) большой поклонницей. Читая, я на протяжении всей истории не имела понятия, что произойдёт дальше, как повернётся судьба героя. До самого финала я не могла разобраться в том, о чём написана книга; я говорю даже не об идее произведения, а банально — о сюжете, о самых поверхностных мыслях. Конец же романа неожиданно шокировал меня. Я ждала чего угодно, но только не этого. Финал вышел настолько добрым, настолько человеколюбивым, что даже не верилось, что он относится к этой истории. С прочтением книги по-новому начинаешь смотреть на окружающих людей: с большим пониманием, большей верой.

    Именно с этим и было связано моё главное разочарование в фильме. Не понимаю, как можно было отказаться от такого чудесного завершения? Тем более что лично мне оно совсем не кажется нереальным. Даже наоборот — оно очень жизненное, хотя и необычное для такой литературы. Но, пусть. Это режиссёрское решение и не мне его оспаривать.

    Обидно также, что тема самого словосочетания «заводной апельсин» не поднималась в экранизации и что не была освещена фигура Пита. По-моему, он является одним из ключевых, хотя и второстепенных персонажей. Он всегда был самым человечным из банды Алекса и именно его взрослая, полноценная жизнь дала главному герою понять, что с ним не происходит ничего сверхъестественного, что он просто взрослеет, как и другие. Хотя, с учётом финала фильма, Пит действительно оказался бы если не лишним, то не несущим смысла персонажем. Так что его нехватку даже сложно назвать недостатком.

    В остальном фильм показался мне весьма интересным, хотя и, безусловно, своеобразным. Яркие, пёстрые, насыщенные цвета делают всё происходящее комическим и гротескным, заменяя реальность странными картинами, где всё резко преувеличивается, достигает своего апогея. Мир, показанный в фильме, не воспринимается как нечто обыденное, он далёк от нас с вами, он чужой. И не понятно, правда ли он таков или это лишь порождение расшатанного сознания несчастного Алекса. Но, так или иначе, наблюдать за этим новым миром весьма и весьма интересно.

    Каждый кадр у С. Кубрика — произведение искусства. Фильм блестяще снят: любая его сцена, даже самая жестокая, легко воспринимается глазами, вызывая при этом сильные непритворные эмоции. Именно эта странная эстетическая особенность заставляет не отрываясь всматриваться в каждый момент фильма. Кажется, зритель испытывает при просмотре этого кино ту же невозможность отвести взгляда, какую испытывал, участвуя в эксперименте, главный герой картины. Разница лишь в том, что «лечебные» видео вызывали у Алекса сугубо отрицательные эмоции, а нам с вами предоставляется огромное их разнообразие.

    Кроме того, для русскоговорящих, несомненно, интересен язык, а точнее, сленг, на котором изъясняются герои как романа, так и фильма. Заимствование русских слов, наверняка весьма непривычных иностранному уху (новые, необычные звуки, странные их сочетания), добавляет в произведение некую «изюминку». Именно поэтому лучше всё-таки смотреть фильм с субтитрами, несмотря на обилие версий с переводом.

    В общем-то, говорить об этой картине можно часами, а чтобы уместить все мысли зрителя едва ли хватит бумаги, однако самое важное я, вроде бы, сказала. Так что закончу своё повествование, уточнив, что в целом кино мне вполне понравилось, по крайней мере, это один из тех фильмов, которые заставляют поразмыслить, а это, пожалуй, самое главное.

    7 июня 2010 | 16:46

    Данной картиной в наше время мало кого удивишь, ведь таких как Алекс сейчас, согласитесь, достаточно. И тем не менее этот фильм я действительно могу назвать шедевром. Ведь в нем есть всё: замечательные идеи, увлекательный сюжет, насыщенность действием, интересные главные и второстепенные персонажи.

    Алекс — безусловно обладает лидерскими качествами и стремится к свободе. Так же, несмотря на всё то, что он творит, в нём присутствует чувство прекрасного. Вы только посмотрите с каким восхищением он слушает Бетховена! Довольно частое явление, когда в человеке сразу 2 личности: садист и эстет.

    Конечно, Алекс совершал ужасные вещи. Он избивал, насиловал и грабил. Но тем не менее, по задумке Кубрика, мы всё же невольно симпотизируем Алексу. Ведь он очарователен, забавен, проворен и умен. И потому он соглашается на эксперимент, и быстро выходит из тюрьмы уже «Вылеченным». Да, он стал добрее, он теперь уже неспособен на насилие. Но что ждет его на свободе? Куда страшнее то, что происходит далее. Интересно? Смотрите. Кубрик — гений.

    Ещё один большой плюс в фильме — музыка. Никто так хорошо не подбирает музыку к своим фильмам, как Стэнли Кубрик.

    «Насилие порождает насилие»

    10 из 10

    16 февраля 2012 | 15:05

    Алекс в исполнении МакДауэлла, на фоне которого меркнут все другие актеры. Безупречная атмосфера, музыка Бетховена и сменяющие ее сцены насилия и жестокости. Фильм-символ, многочисленные отсылки к Библии заставили церковь внести эту картину в «черный список». А наличие обнаженных тел «втащило» произведение Кубрика в «Х» категорию. Фильм выворачивает маленький мирок зрителя, заставляя его содрогаться над каждой сценой и, к собственному ужасу, в чем-то восхищаться Алексом.

    Как выглядит человек, не мыслящий и дня без насилия? Как можно ответить на вопрос «зачем нужно добро?». Главный герой не воплощение зла, он просто «человек без возраста». Он делает то, что он хочет.

    Правду говоря, книга мне понравилась больше, это в отличие от того же «Бойцовского клуба», где фильм переплюнул оригинальное произведение. Творение же Кубрика не превзошло по атмосферности произведение Бёрджесса, но и сравнивать их в какой-то мере — неправильно. Кубрик создал идеальную визуальную картинку и добился того эффекта, которого желал. И частично это было достигнуто великолепной актерской игрой и музыкой. Когда на фоне 9 симфонии Бетховена показывают статуэтки танцующего Христа и «библейского» змея, совращающего настенный плакат Евы, поневоле начинаешь проникаться к Кубрику уважением. Подобного эффекта способен добиться не каждый.

    Фильм не пропагандирует насилие, не «изобличает прогнившую систему капитализма» и уж тем более не возвеличивает молодого хулигана Алекса, ставя его в уровень «человека будущего». «Заводной апельсин» это тот редкий случай, когда режиссер, раскрыв свои мысли в кинокартине, предпочел затем удалиться от ненужных расспросов «за кулисы». Общество не должно брать на себя попыток насильного изменения взглядов и мировоззрений личности.

    Но вызывает ли Алекс восхищение? В той же степени, как мы восхищаемся доктором Ганнибалом Лектерем или Жаном Гренуем, — человек, отчуждаемый обществом, человек вне границ системы, но меж тем верный себе и своим взглядам до конца, ну и наконец, чертовски харизматичная личность!

    Рыба гниет с хвоста. Общество «Заводного апельсина» прогнило изнутри, молодежь, опора и надежда страны, не признает идеалов, их культ — насилие и секс. Родители Алекса не интересуются жизнью сына, с удивлением спрашивают друг друга о том, «где он пропадает вечерами» и с равнодушием «упекают» его в тюрьму, быстро найдя замену. Это общество не умирает, оно уже мертво.

    У Бёрджесса был немного другой конец, но Кубрик решил не экранизировать последнюю главу, где Алекс меняется, превращаясь в законопослушного гражданина. Иначе фильм бы не произвел такого сильного впечатления.

    29 декабря 2008 | 10:58

    Вот это фильм! Вот это, друзья мои, фильм! Великолепно! Просто гениально! Такую картину мог снять только великий. Этот великий Стэнли Кубрик!

    «Заводной Апельсин» — это один из самых атмосферных, загадочных, и в тоже время «полных» и продуманных фильмов, что я видел!

    Фильм снят в 1971 году по роману знаменитого писателя Энтони Беджерса. Впервые культ, идеология насилия показан так ярко в кино. По началу простенькая, а потом глубоко-философская история преподнесена так необычно, что просто невозможно оторваться от экрана! Каждая деталь, каждая мелочь всё представлено пугающе необычно!

    Естественно, что это кино не для всех, его поймёт далеко не каждый. Эта картина очень «тяжёлая» для просмотра — действительно тяжела, наверно как и наша жизнь… каждый может понять её по своему, найти в ней что-то новое, так может снять только гений…

    Сценарий проработан до мелочей, отличная связка режиссёр-опиратор, прекрасно добавляющая друг друга, великолепный Малькольн МакДауэлл — всё это делает «Апельсин» одним из самых важных и культовых фильмов двадцатого века…

    Гениально! 10 баллов, давно я не смотрел настолько «полной» картины, именно такого кино мне очень не хватает!

    18 февраля 2005 | 06:39

    Стенли Кубрик — мастер оригинального кино. Он был одним из немногих, чьи фильмы до сих пор остаются культовыми, какого бы жанра и характера они ни были. «Заводной апельсин» — один из них. Экранизация одноимённого романа Бриджесса, скандальный, некоторое время запрещённый в Англий, фильм стал значимым в кинематографе.

    Главный герой фильма — бандит-подросток Алекс — человек без принципов, жестокий, беспощадный. Он и его банда каждый вечер посещают пресловутый бар «Корова», где они напиваются молоком с наркотическими добавками, затем совершают различные акты преступления — избивают, насилуют, грабят, убивают. Для Алекса всё это обычное дело, правда до тех пор, пока его не арестовывает полиция и не сажает в тюрьму. Желая поскорее сбавить срок прибывания в тюрьме, Алекс притворяется невинной овечкой и даже соглашается на некое «Лечение», суть которой выработать рефлексы против насилия. Лечение проходит успешно, но не для героя. Не способный проявить какую-либо жестокость, бывший насильник сам становиться жертвой.

    Главная особенность данной картины — его тема. Тема насилия, жестокости, которая проявляется практически везде. Алекс — главный героев — один из его примеров. С самого начала он предстает перед зрителем аморальным, его действия полны коварности и вызывают у нас отвращение. Например, знаменитая сцена в доме писателя, ставшего жертвой банды. Алекс не лишён ума и некоторого обаяния, что делает его уникальным среди обитателей этого мира. Придя домой, спокойный, он включает композицию Бетховена, во время которой у него перед глазами встают сцены убийств и прочее. Его не волнует то, что он совершает, и мы совершенно не можем понять почему? Почему он всё это делает?

    Ответ прост. Мир «Заводного Апельсина», по мнению Кубрика, представляет собой смесь мрачности и пошлости. Культура будущей Англий стала извращённее — столики бара в виде обнажённых женщин, огромные скульптуры фаллоса и прочее создают негативную атмосферу в фильме. Будущее, с его правилами порождает в герое натуральное бунтарство, которое он выражает через насилие.

    После того, как герой меняется, мы видим жестокость, выраженную в другом плане — правительство, построившее свою демократию, представляет собой натуральную антиутопию. Они делают Алекса примером изменения человеческих принципов, лишая того права выбора, делают из него натуральную жертву. Те люди, которым каким-то образом навредил герой сами превращаются в зверей, начисто лишённых сочувствия, они уже больше не жертвы, они — охотники. Алекс немедленно становится жертвой такого натиска и мы резко меняем своё мнение по отношению к герою. А его финальное перерождение даёт зрителю понять, что он не собирается просто так сдаваться, что человеческая природа стоит гораздо выше тотального контроля.

    Композиций фильма придают ироничный оттенок, что выглядит довольно забавно, если учесть главную проблему фильма и атмосферу Англий будущего.

    Фильм Кубрика, несмотря на свою гениальность, не лишён жестоких сцен. Приготовьтесь лицезреть сцены насилия, жестокости, постельных моментов без какой-либо цензуры. Поначалу это выглядит крайне дико и вызывает отвращение у зрителя, но сама гениальность Кубрика и Бриджесса в том, что мы вынужденны всё это смотреть, проникнуться ко всему этому, чтобы мы задумались. И да, после просмотра финальной сцены мы вольны думать над происходящим и гадать, что будет дальше.

    Актёрская игра, как и во всех фильмах Кубрика, гениальна. Молодой (на тот момент) актёр Малькольм Макдауэлл сумел передать нам все качества главного героя, он сумел показать его переход от охотника к жертве. Его мимика, жесты, сарказм только придают уникальность герою, и за это стоит благодарить только Макдауэлла. Другие же актёры, играющие банду Алекса, его жертв тоже не лишены идеальности, благодаря чему нам удается полностью проникнуться к ним.

    Вердикт: Очередное гениальное произведение Кубрика, ставшее самым противоречивым за всю историю кинематографа и творчества режиссёра.

    9 из 10

    21 июля 2012 | 23:41

    Стэнли Кубрик задумал с помощью жанра гротеска, на причудливом сочетании правды жизни, сумасшедшем проявлении жестокости и контрасте кукольных персонажей показать нам историю «исправления» подростка-преступника.

    Персонажей режиссёр изображает ярко и красочно до безобразия. Алекс — молодой человек, упивающийся свободой собственной жизни, влюбленный в себя и искренне верующий в собственную гениальность. Его друзья грязны духовно, трусливы, глупы.

    На протяжении всего фильма режиссер балансирует между реальностью и фантастикой. Главные герои — безжалостные преступники, выглядят идиотами, наверно, в этом задумка режиссера показать их «сказочными». Один из главных и наиболее жестоких моментов в фильме — кадр расправы в «доме с кошками» — выглядит противно смешно.

    Костюмы персонажей, декорации в фильме — вызывают отвращение. (у меня). Друзья — подонки, еще не успевшие ничего совершить, но в жутких выцветших кальсонах с защитными повязками на «бойком месте» и битами в руках, выглядят комично и вызывают приступ тошноты. Так же другие персонажи в латексных костюмах, сочных цветных купальниках с контрастными колготками и яркими цветом волос просто мерзки.

    Я не увидела в фильме жестокости, извините, смогла рассмотреть только яркую сказку о злом молодце, который должен превратится в дОброго мОлодца. Но мОлодец остался злым, потому что МИР, в котором он живет, совсем не добрый, и никому, по сути, нет дела до мОлодца, ни его родителям, ни обществу, ни друзьям.

    Стэнли Кубрик не проводил никого анализа преступности, на мой взгляд, он пытался высмеять людские пороки, хотел вскрыть нарыв современного общества (гнилые политики, больные писатели, выскочки врачи), Кубрик обнажает отношения между людьми, между детьми и родителями.

    29 июля 2007 | 17:56

    Разве вся история человечества — не о борьбе маленьких смелых «я» против несправедливости сильных мира сего?

    В молочном баре сидит Алекс и его братцы, все вместе они потягивают молоко и презрительно смотрят на окружающих; сегодня в их планы входит здорово оттянуться, предавшись излюбленному ультранасилию. Братцы избивают палками и цепями пьяного бомжа, который, по мнению Алекса, не достоин жалости, такие люди ему категорически не нравятся. Они мастерски дерутся с местной бандой грязных и вонючих ублюдков, все с тем же мальчишеским задором и весельем они отправляются гонять на машине по темным улицам, — словом, братцы не знают никаких границ и просто берут от жизни то, что хотят, попивая молоко и проповедуя свою философию, к которой не придерешься, когда над твоей головой пролетают цепи и дубинки. Мы бесцельно бродили по округе, как ночные странники, и валяли дурака. Потом мы повернули на запад — у нас была задумана операция «незваный гость». Это был крутой прикол, полный юмора и доброго старого ультранасилия. Избить старого писаку, изнасиловать его жену и разгромить весь дом, беззаботно напевая песенку старины Фрэнка? Что может быть лучше? Братцы считают, что они неуловимы и неуязвимы, а потому, утомившись после крутого прикола, отправляются по домам, а мы неспешно следуем за Алексом, который возвращается в свою комнатку с танцующими Иисусами (после которых уже хотелось автоматом записать картину в число шедевральных), портретами Бетховена и качественной музыкальной аппаратурой.

    Образ слегка шизанутого, но чертовски притягательного паренька, который живет вместе со змеей, круглыми сутками или слушает великого Людвига вана или же развлекается со своими братцами, оказался в некотором смысле пророческим: если в 70-е Алекс ДеЛардж был воспринят, как корень зла, пропагандирующий насилие и разврат, то сейчас он является едва ли не слегка искаженным лицом поколения next, которое умудряется в себе сочетать и вроде бы как эстетов, ценителей прекрасного и классического, но в то же время процветать среди мусора и грязи, порождая всю эту свалку. Пока зритель следует за взбалмошным и веселым Алексом, который вызывает смесь восхищения и отрицания, он не очень задумывается, не дает оценки его поступкам, но зато отлично развлекается; с первой же переменой локаций, то есть с заточением героя в тюрьму, приходится задуматься. Тупое штудирование Библии, которая была тысячу раз переписана людьми, ищущими собственную выгоду, а мысли возвращаются к танцующим Христам; тупое соблюдение режима и порядка, а мысли все стремятся к тем чудесным денькам, когда можно было громить, крушить и убивать, не сожалея ни о чем и не раздумывая над последствиями. Алекс не исправляется, да и может ли исправить преступника тюрьма — это спорный вопрос, изолировать от общества — да, толкнуть на переосмысление — навряд ли; и вот, чтобы выкарабкаться на свободу, чтобы взглянуть на своих ма и па, он соглашается на экспериментальное лечение, он играет по правилам больших людей, он становится безвольной игрушкой, говорит и делает то, что ему велят и старается обрадовать докторов-садюг результатами их шизанутого эксперимента. Пока его выворачивает от приступов тошноты из-за введенного в организм наркотика, светила медицины принуждают его смотреть фильмы о войне, жестокости и насилии, о сексе и об изнасиловании; Алекс отождествляет удары, оскорбления и секс с теми ужасными физическими чувствами, теперь тошнота — его нормальная реакция на жестокость; он подобен безвольной амебе с промытыми мозгами и из его уст уже не услышать ничего стоящего, кроме как сентиментального лепета или же мольбы о пощаде — ведь теперь он абсолютно беззащитен перед озверевшей толпой.

    Отношение к картине менялось с годами, поскольку менялась аудитория и её восприятие; Пройдет пара десятилетий и Clockwork orange, быть может, никто не воспримет и не переварит в виду «овощного» развития и морального воспитания на уровне розово-ванильных соплей. То, что одни сочли безумием, других сильно задело и окунуло в совсем иной мир — здесь абсолютно не важно, кто именно породил эту контркультуру, ибо мы не в песочнице и не делим между собой пластмассовые совочки и слепленные куличики, тут играет роль только вклад творцов в альтернативное движение. Фильм Кубрика и впрямь можно назвать олицетворением этой волны, иного движения, которое одних направило на нужный путь, а другим промыло мозги и откинуло в ряды все тех же, «овощных». В картине не поднята тема искупления или сожаления, даже отрывки из Библии звучат нарочито пафосно и местами, честное слово, глупо; выбор между добром и злом показан не с привычного ракурса «добро есть хорошо, нужно творить добро и никак иначе», а с долей очень яркого реализма. А намного ли хуже пропаганда насилия и большие фаллосы в кадре, чем зомбирование малолеток блестящими, идеализированными, приторно-сладкими образами, которые сейчас лезут изо всех дыр, — это ещё неизвестно.

    Малкольм МакДауэлл заслуживает отдельных слов о своем таланте и преподнесении образа Алекса ДеЛарджа, образа потому такого яркого и запоминающегося, что Малкольм наделил его невероятной харизмой, уникальностью и тонкостью; человек, который поначалу и впрямь был человеком со своим мировоззрением, с душой и ещё какой-то там чертовщиной внутри, в итоге оказался пустой заводной игрушкой в руках все тех же крупных людей, только применение ему нашли немного другое, вот и все. Кому-то печально, кому-то тошно, кто-то не понял, другие ушли в себя и осмысляют все увиденное, все сходятся в одном — классика жанра, великое кино, гениальное, замечательное (здесь ещё множество высоких эпитетов). Это все со стороны, а о своем отношении к фильму я говорить просто не имею желания, чувствуя в итоге ту же опустошенность, что и Алекс, да желание перевернуть весь мир с ног на голову и хорошенько встряхнуть.

    Шиза косит наши ряды

    10 из 10

    5 ноября 2011 | 17:26

    Стэнли Кубрик сомневался в возможности удачной экранизации скандального произведения Энтони Берджесса, написанного с использованием искусственно созданного контркультурного сленга. «Заводной апельсин», вышедший на экраны в 1971 году, не только вызвал небывалый ажиотаж и обрушил на себя массу критики из-за якобы пропаганды насилия. Кубрик в своем фильме сумел возвыситься над книгой в оранжевой обложке, отсечь от первоисточника излишне хэппиэндовую концовку, сводящую суть романа к типичной истории о преступлении и наказании, грехе и перерождении, разыгранной на фоне холденколфидовского неприятия действительности.

    История Алекса ДеЛарджа — это нечто большее, чем рассказ об интеллектуально изощренном малолетнем подонке, испытывающем ни с чем не сравнимый ницшеанский кайф от грабежей, изнасилований и зверского мордобоя. Большее, чем антиутопический взгляд на молодое поколение, золотую молодежь, царей дорог, несущихся по встречной полосе в упоительном экстазе юности, свободы и вседозволенности. История Алекса — это бескомпромиссное, бескупюрное исследование глубин человеческой природы, агрессивной по своей сути.

    Можно принять за отправную точку дуалистическую теорию влечений Зигмунда Фрейда, в которой влечение к жизни, т. е. сексуальные инстинкты и инстинкты к самосохранению, противопоставлялось влечению к смерти, т. е. неосознанной тяге индивида к разрушению самого себя или же ближнего своего. Можно обратиться к этологической концепции Конрада Лоренца, приняв за данность биологическую склонность людей к агрессии, неискоренимость первозданного животного начала. В любом случае, человек зол, и он находится в рабстве у своих инстинктов. Чтобы загнать в рамки тягу к деструктивному насилию, подавить желание насладиться тем, как жертва корчится от боли в луже собственной крови, были созданы искусственные ограничители такого беспредела: общество с его моралью и государство с его законами. Логика проста: для того, чтобы всем было хорошо, свои пристрастия, идущие в разрез с этим «хорошо», придется отодвинуть план этак на десятый.

    И жили бы все долго и счастливо, и не вламывались бы мальчики в штанах со вшитыми в шагу железками в чужие дома, и не кромсали бы одежду на чужих женах, задорно напевая песенку из популярного мюзикла. Но, вот незадача, любая система имеет обыкновение загнивать, как свиная туша, брошенная на солнцепеке. И может статься так, что именно те институты, которые были созданы для подавления в человеке животного начала, начнут вызывать в нем неконтролируемую агрессию.

    Главный герой «Заводного апельсина» явно нездоров. Но болен и сам социум, на устои которого плюет с высокой колокольни Алекс ДеЛардж. Футуристическая вселенная Кубрика — это место, где вчерашние преступники становятся служителями закона, не теряя при этом своей ублюдочности, где правота всегда на стороне физической силы, и вчерашняя жертва с превеликим удовольствием становится палачом. Это место, где дети не чтут родителей, испытывая брезгливость от старости и нищеты, а родители меняют детей, «изгадивших им жизнь», на месячную арендную плату. В этом мире настоящее искусство заменил дешевый поп-арт, заманивающий обывателей кричащим эротизмом, когда рука сама тянется к груди манекена, из которой льется тоненькой струйкой «молоко-плюс». А в нем — волшебная добавка, от которой возникает чувство, будто «сам господь бог со всем его святым воинством сидит у тебя в левом ботинке».

    В этом мире нет места вере: грешникам уже не предлагают встать на путь очищения, их прямиком отправляют в ад, забывая, что они уже живут в аду. В аду пенитенциарной системы, которая должна исправлять, но, по факту, лишь озлобляет и развивает приспособленческие навыки. Бог не спасет. Карающим мечом становится огромная модель фаллоса, а четыре Иисуса, склонив головы, пляшут канкан на прикроватной тумбочке.

    Государство, являясь институтом, созданным для охраны своих граждан и обеспечения социальной справедливости, упивается осуществлением карательной функции. Став регулятором общественной жизни, оно одновременно получило монополию на насилие: будь то неафишируемое грубое физическое воздействие со стороны полицейских или же открытое популяризированное лишение индивида свободы выбора, превращение его в механическую куклу, заводной апельсин.

    Властная система, пораженная заразой, не может врачевать своих членов, потому что единственным лекарством против агрессии, проявляемой отдельной личностью, становятся яростные репрессии сверху. Принудительное «лечение» оборачивается занесением новой инфекции. Искусственно созданная карательная машина, идущая на сделку с недавним антагонистом ради сохранения своей целостности — с одной стороны, и животная человеческая сущность, внезапно получившая покровительство власти — с другой. Это естественное состояние вдруг оказывается чрезвычайно притягательным, вызывающим понимание и даже приятие. Эстетика старого-доброго ультранасилия завораживает. Через ошеломительную мощь Девятой симфонии Людвига вана слышится «пение небесных птиц и гром небесных литавров», и перед глазами предстает дивная живая картина, на которой Алекс ДеЛардж совокупляется с прелестной кисой в центре человеческого круга… В его глазах можно увидеть отражение тьмы. И у этой тьмы есть имя.

    Быть может, это твое имя?

    5 сентября 2012 | 10:28

    Все-таки для меня господин Кубрик остается неоднозначным товарищем. Либо я остаюсь равнодушной к его картинам, либо они покоряют. Не жалею, что дала фильму второй шанс.

    Пройдусь по технической стороне фильма сначала. Первое, что бросилось в глаза — это костюмы и интерьеры. Кубрик отлично ушел от реальности помимо сценария именно дизайнерскими решениями.

    Потрясающие квартиры в светлы/белых тонах, которые словно просят крови и загрязнения, шикарные костюмы, я уж умолчу о потрясающем облике Малкольма МакДауэлла. Это для меня будет образом навека. Ресницы на один глаз, интеллигентная шляпа, хулиганский бандаж. И все кристально белое. Не люблю этот цвет, для меня это цвет пустоты, не несущий ничего позитивного. Возможно, Стэнли считал также при выборе цветовой гаммы.

    Актеры. О да. Это просто целая пища для размышлений и сплошной восторг. Малкольм безумен в прекрасном смысле этого слова. Чертовски трудно в одном фильме сыграть героя «до» и «после» переломного момента. И думаю, ему это более чем удалось. А мимика из первых минут отдаленно напомнила Майкла Питта в «Забавных играх». Не исключено, что он основывался именно на манере МакДауэлла. Помимо главного актера очень понравился писатель, родители и Дим, тот самый недалекий слабохарактерный дружок.

    Ну я думаю по звуку и монтажу говорить бессмысленно. Шикарные музыкальные композиции, это практически визитная карточка Кубрика. Любопытные кадры, не имеющие сюжетной важности, но являющиеся отличной дополнительной нагрузкой.

    Теперь к самому интересному. Я очень долго думала, почему я оценила его только спустя несколько лет. Ответ прост. Я не была готова к такому кино. Зато к этому моменту я увидела столько фильмов, да и режиссура Кубрика уже не так шокировала. Кстати, о шоке. Я бы сняла насилие намного жестче. Мне показалось слабым. Ну или я циник. При таком потрясающем сценарии, не имеющем аналогов, просто идеальная антиутопия обязана давить. Меня не задавило. Меня восхитило. Но я хотела большей нагрузки. Печален факт того, что все мы игрушки в руках высших сил. Кубрик, конечно, забавно обыграл зависимость общества от политики. А такой эксперимент вовсе негуманный. От насилия человека должно останавливать чувство морали и человечности, а не рвотные позывы. Да и с другой стороны, они убили личность. Ублюдка, но личность. Сильную личность сломили, и это печально. Никто не выиграл в итоге. Разве что правительство.

    В общем, поставлю вторую 10-ку Стэнли Кубрику. Ибо режиссура идеальна на мой взгляд, и лучшего никто не снимет. И кстати, фильм смотрелся взахлеб, никакой «воды», каждый эпизод интересен.

    10 из 10

    8 июня 2012 | 23:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 385 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 385 руб.
    саундтрек, 493 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    9 мая в прокат вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», в котором юные студентки колледжа сначала весьма нестандартным путем добывают деньги себе на каникулы, а потом уходят в окончательный и бесповоротный отрыв. КиноПоиск вспоминает самых неудержимых подростков-бунтарей в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    180.Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение ДжедаяStar Wars: Episode VI - Return of the Jedi8.149
    181.Ледниковый периодIce Age8.143
    182.Нюрнбергский процессJudgment at Nuremberg8.142
    183.Апокалипсис сегодняApocalypse Now8.141
    184.Ип МанYip Man8.140
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.№ 44Child 4494.58%
    17.Земля будущегоTomorrowland94.57%
    18.ПрогулкаThe Walk94.28%
    19.ОзабоченнаяAccidental Love94.16%
    20.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.15%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Левиафан112
    КиберBlackhat5
    БёрдмэнBirdman65
    НесломленныйUnbroken26
    Джон УикJohn Wick63
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки лохматые
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.780
    КиберBlackhat5.245
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.733
    ИгрокThe Gambler6.162
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры