всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3537 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первый фильм Кубрика, который я посмотрел и, надо заметить, знакомство началось с приятной ноты…

    Перед нашими глазами раскрывается грандиозное полотно, главным героем которого является нечто, которое все ненавидят, но меж тем оно присутствует во всех. Это Зло. Да, именно зло и его младшая сестра жестокость. Они имеют разные проявления и формы. В данной картине, Зло поселилось в каждом человеке на Земле, но во всех с разной «дозой». Те, кто пытались противостоять злу не показывают того, что оно владеет над ними, а те, кто никак со Злом не борются, поддаются Жестокости и начинают совершать страшные поступки.

    В центре этой картины — подросток Алекс, который часто поддается на искушения и пороки, но он называет это «старым добрым(!!!) ультра-насилием». У него есть три дружка, такие же бестолковые как и он. Это мертвые люди, если можно так выразиться. У них не осталось ничего человеческого. Избить бедняка или изнасиловать девушку для них — обычное занятие, ничем не примечательное и не заслуживающее внимание. Залезть в дом к чужим людям и издеваться над хозяевами — да просто способ провести время. Они настолько поддались Злу, что не могут жить без него. Но из-за одного проступка Алекс попадается в руки полиции и они его стараются немного перевоспитать, избивая и обзывая. Но это, естественно, ни к чему не приводит. Алекс начинает работать на тюремного священника. Тот тоже хочет переучить мальца, но он не поддается обучению и даже читая Библию он представляет себе секс и разврат, насилие и страх. И тогда тюремщики решают применить очень жесткие меры…

    Эту картину можно было бы назвать «мертвый мир», потому что людей, как таковых, мы не видим, а разве могут нелюди создать здоровое общество и красивый мир? Людям все равно, что происходит с их ближними — все заботятся только о себе. Поэтому и мир вокруг кажется неестественным и сумасшедшим. Хотя, такое чувство, что Кубрик выступил в данном случае провидцем, в точности изобразив общество таким, какое оно есть сегодня. К сожалению, таких людей как Алекс становится все больше и больше и это уже не кажется ужасающим — это действительность, к которой уже мы все давно привыкли…

    Но неужели с этим надо смириться? Надо принимать какие-то меры, возможно даже такие, какими они показаны в фильме. Алекс был до эксперимента недочеловеком, но и после эксперимента он таким и остался, тогда возникает вопрос — а зачем это тогда надо было? Да, второй вариант недочеловека, тихого и спокойного намного лучше и безопаснее для общества, но он не может защитить себя, потому что для защиты ему надо выругаться или ударить кого-нибудь, но благодаря эксперименту он этого не может. Получается, что Зло необходимо человеку для защиты! Но Зло ведь — неразгаданная «субстанция» и разве можно контролировать «поток» зла? Так сколько же Зла надо человеку для жизни и почему мир такой, что без Зла — дочери Лукавого, человек не может выжить.

    Да, фильм оставляет неприятное послевкусие, но, тем не менее, его необходимо видеть. Фильм определенным образом заставляет задуматься над многими вещами. Как и в других своих фильмах, Кубрик оставляет намного больше вопросов, чем ответов, на которые человек, при своем желании, должен ответить сам.

    10 из 10

    P.S. И тех людей, которые видят в фильме только «чернуху» и ничего более, мне очень жаль…

    31 марта 2010 | 17:50

    Я очень сильно хотел посмотреть этот фильм. Мне вообще нравится смотреть спорные картины. Особенно если слышу, что фильм запрещён в некоторых странах, что он пропагандирует всякие нехорошие вещи. Очень часто это оказывается пустой болтовней, и в картине я не вижу ничего такого страшного. И «Заводной апельсин» не стал исключением. Я не понимаю, почему картину некоторые называли (да и сейчас, наверно, называют) пропагандой жестокости. Главные герой — «культурный» отморозок, устраивающий беспредел по ночам. Ну и что? Почему говорили, мол, картина возводит в культ насилие? В «Крёстном отце» главные герои — мафиози, но не говорят же, что картина возводит в культ мафию. В «Спасти рядового Райна» главные герои — солдаты, но не говорят же, мол, картина возводит в культ войну и не говорят же, что «Шрек» возводит в культ жизнь на болоте. Кубрик вовсе не поощряет насилие, а пытается понять, откуда оно берётся и как с ним бороться.

    Главного героя зовут Алекс. Он пьёт молоко, а не пиво, не курит, не принимает наркотиков, слушает классическую музыку, знает, что такое хорошие манеры, культурно говорит и даже оскорбляет практически литературным языком. Похоже на примерного ученика, какой-нибудь английской школы. Но внешность обманчива. По ночам Алекс вместе со своими «друзьями» устраивает беспредел. Банда избивает бомжей, дерётся с другими бандами, гоняет на машине по встречной полосе, вламывается в дома, насилует девушек. Зачем? Ради удовольствия. Но все-таки Алекс не дьявол, как вы подумали. Злодеями не рождаются, ими становятся. И как сказали до меня, главные виновники агрессии Алекса родители, которым всё равно, что делает их сын по ночам. Я сказал банальность, но ведь действительно, если бы рядом с Алексом были люди, которые сказали бы ему, что хорошо, а что плохо, поддерживали его в трудную минуту, он бы мог вырасти хорошим человеком. Но таких людей не было, и Алекс вырос жестокой тварью. Но вот однажды случается переломный момент. Наш герой случайно мочит женщину огромным фаллосом (чёрный юмор). После он попадает в полицию, благодаря своим «друзьям, которым ранее он показал, что является главным волком в стае, и теперь они ему за это отплатили. Именно в полицейском участке происходит, на мой взгляд, один из основных моментов картины. Алекс приходит в смятение, когда узнаёт, что совершил убийство. Многие считают, что это потому, что он боится тюрьмы. Но ведь наш герой вломился в дом с целью ограбления и нанёс человеку телесные повреждения. Я не силён в законодательстве, но этого должно хватить на срок. Я считаю, что Алекс понял, что совершил самый тяжкий поступок в жизни — убийство, и в нём слегка, чуть-чуть заиграла давно забытая совесть. Но это моё мнение.

    И вот ему предстоит долгие годы сидеть в тюрьме, но Алекс узнаёт, что может укоротить свой срок до двух недель, пройдя чудесное лечение. Наш герой соглашается на экспериментальную методику. Через две недели ада в нём полностью подавляют агрессию. Это первый шаг на пути к полному контролю. Но я не буду углубляться в политическую сторону картины.

    Вот Алекс на свободе. И вроде теперь он может начать новую жизнь, и в этом ему должны помочь самые близкие люди — родители. Но те бросают нашего героя как ненужную вещь. Представьте маленькую девочку, которой подарили хомячка. Она изредка гладит его, сыплет ему щепотку корма, даёт миску воды, а в остальное время забывает о нём. И вот хомячок умирает. Девочка плачет, а на следующий день берёт новое животное. С Алексом и его родителями произошло то же самое. И дальше наш герой остаётся один. И плевать на «друзей», на родителей, нет главного спутника — жестокости. Руки Алекса связаны, и теперь он не сможет противостоять злобному миру. Теперь он будет подвергнут новому лечению, которое осуществят злобные бомжи, бывшие «друзья», мстительные писатели.

    И вот главная фраза: «Я полностью исцелился». Действительно, исцелился. Тот маленький лучик добра отныне не светит в Алексе. Его главный спутник стал ещё сильней. Вместе они пойдут вперёд, не щадя никого. Мир породил Алекса.

    Моя система оценок: Шедевр, Великолепно, Хорошо, Средне, Плохо, Ужасно, «Шедевр».

    Шедевр. Возможно, впечатлительным стоит воздержаться от просмотра. Хотя, как я уже сказал, в картине нет ничего такого ужасного, они всё же всё неправильно поймут. Остальным смотреть обязательно.

    P.S.
    I`m singing in the rain
    Just singing in the rain
    What a glorious feeling
    I`m happy again
    I`m laughing at clouds
    So dark up above
    The sun`s in my heart
    And I`m ready for love
    For love
    Let the stormy clouds chase
    Everyone from the place
    Come on with the rain
    I`ve a smile on my face
    I`ll walk down the lane
    With a happy refrain
    Singing, singing in the rain
    In the rain.

    La…

    I`m singing in the rain
    Just singing in the rain
    What a glorious feeling
    I`m happy again
    I walk down the lane
    With a happy refrain
    I`m singing, singing in the rain
    In the rain
    In the rain

    20 февраля 2009 | 21:46

    Отвратительное по сути кино. Исковерканый смысл книги. Причём, сделано это так от души, что зрители, не читавшие книгу, даже не понимают, что этот самый смысл там свосем другой! Автор не это вкладывал в свою историю!

    Режиссёр ударился в красивую картинку, кучу нарисованных, вылепленных, натуральных сисек и писек, необычные ракурсы, тупые взгляды в камеру, но настолько покромсал сюжет, что логика поступков героев теперь выглядит совершенно иначе!

    А уж костюмы — это верх идиотизма! Кубрик, конечно, сколько раз мне не попадался, столько раз не нравился. Но тут сам себя превзошёл. Зачем было изобретать велосипед, если в книге было подробно описано, как одевались, что делали и как говорили герои? Если уж режиссёра не устраивало написанное, то стоило писать самому… Ну ладно, сейчас-то уж что…

    В общем, только книга! Фильм стоит внимания только как некая классика кинематографа. Так сказать, партия провозгласила, мы все послушались и считаем, что это шЫдЭвр.

    29 апреля 2010 | 02:55

    Когда в 1971 году на экраны кинотеатров вышел «Заводной апельсин», на Стенли Кубрика вылилось море критики: мол в фильме слишком много жестокости и лента сама, как бы, подталкивает зрителя к насилию и антигуманному отношению к людям, а также прапогандирует наплювательское обращение с обществом, затупляя то что в современном обществе называется «человечностью». Но всё это разумеется ложь, потому- что лента не показывает что все эти деяния сходят главному герою с рук, а, напротив, за все поступки следует неизбежная расплата, так сказать «ирония судьбы»: например Алекс (главный герой картины и закадровый голос) ненавидел пьющих бомжей, что горланили старые песни, более того, он их даже регулярно «поколачивал», пока одно событие (не скажу- спойлер!) не перевернуло его жизнь с ног наголову, заставив его оказаться в такой же ситуации и, поверте, обиженный им человек не постесняется воспользоваться случаем и поступит с ним… ну в общем сами увидите…

    Картина показывает Алекса с двух ракурсов: сначала как охотника- терроризируещего общество, а затем жертву- пострадавшую от этого же самого общества. Главный герой меняется, буквально, в миг: то он, ассоциируя себя с римским солдатом, изгоняет израненного Иисуса, а затем беззаботно ест виноград в окружении прелестных дам, а уже затем, (перевоспитавшись и потеряв волю к жизни) самим Иисусом- это показывает зрителю что Алекс сдался и не собирается бороться за жизнь, что ему легче быть побитым чем бороться с несправедливостью (или наоборот со спроведливостью- кто как истолкует философию Кубрика) и знаете- это производит очень сильное впечатление, тем более что актёр сыграл хорошо и отлично смог передать все эти перемены в характере Алекса.

    В общем у Кубрика получилось сделать настоящую, взрослую историю, где слово «взрослый» означает не кровь и убийства, а глубочайший смысл, философия, которым пропитан почти каждый эпизод этой картины, которую можно представить не только как фильмом, но и другим медиа форматом, например- книгой…

    10 из 10

    P.S Единственное что мне не очень понравилось, так это- финал, что там будет в конце, я, разумеется, не скажу, но лично мне это показалось слегка притянутым за уши… Что касается саундтрека, игры актёров, режиссёрской работы и прочее- в целом, с ними, более ли менее, всё в порядке (а в музыкальном сопровождении есть даже 9 симфония Бетховена!), но главное здесь, всё- таки- история, надеюсь недовольных её будет мало. Приятного просмотра!

    31 августа 2010 | 18:58

    Об этом фильме я впервые услышал достаточно давно, и почему-то у меня не возникло никакого желания его смотреть. Лишь позже посмотрев другие фильмы великого Стэнли Кубрика, я решил уделить внимание и этой картине. С самого первого просмотра этот фильм меня поразил. Я был от него в культурном шоке и с тех пор пересматриваю его как один из любимых. Сегодня пересмотрев его ещё раз, я понял, что готов выразить о нем свое мнение.

    Главным героем картины является семнадцатилетний Алекс. Он и трое его друзей образовали что-то вроде банды и терроризируют жителей своего города, насилуя, грабя и убивая людей, а перерывах между этим пьют молоко в баре восстанавливая силы. Алекс в этой банде безоговорочный лидер и не терпит когда посягают на его авторитет. Такое положение дел его друзей не устраивает, и они подставляют его. Теперь его приговорили к 14 годам заключения, но вскоре у него появиться шанс выйти на свободу гораздо раньше. Для этого нужно всего лишь пройти экспериментальный метод избавления от агрессии.

    Игра актеров в фильме выше всяких похвал. Им безоговорочно веришь и даже несмотря на то, что в реальности таких персонажей мы, скорее всего не встретит. Но картина эта ведь об ультранасилии, а значит, такая игра актеров здесь и должна быть. Безоговорочно солирует здесь несравненный Малкольм МакДауэлл. Многие называют его актером одной роли и в какой-то степени они правы, но зато какой роли! Эта роль ему далась просто блестяще и именно на его таланте этот проект и держится (ну и на режиссуре Кубрика, конечно же, не в меньшей степени). Им была проделана титаническая работа по созданию такого харизматичного персонажа, который уже вписал свое имя в историю мирового кино.

    Визуально фильм поражает своей яркостью и насыщенностью цветов. Для проектов того времени это большая редкость. Но особенно конечно запомнилась одежда героев, а особенно некое подобие трусов поверх штанов. Даже несмотря на кадры жестокости, картинка здесь действительно радует глаз.

    Музыкальное сопровождение здесь просто потрясающее. Классическая музыка в сочетании с саундтреками из старых фильмов создают ни на что непохожую атмосферу картины и делают ее действительно неповторимой. Что тут скажешь произведения Бетховена, они всегда шикарны.

    В общем, получилось ни на что непохожее кино, которое многие назовут щедевральным, а кто-то и до середине осмотреть не сможет. Я однозначно отношусь к первой группе. Меня этот фильм по-настоящему поразил и просто вывернул мой внутренний мир наизнанку. Такое кино и через 40 лет остается неповторимым.

    Браво Стэнли Кубрику!

    29 июня 2013 | 22:04

    Невероятный творческий симбиоз творчества великих Бёрджесса и Кубрика, и, если второй смог создать настоящее откровение для британской публики начала 60-ых, создав 15-летнего персонажа творящего ультранасилие, то у второго получилось создать очередной шедевр киноискусства; признаваемый многими одним из необычных, откровенных и стильных фильмов прошлого века, так же является первым мной просмотренным у Кубрика фильмом, с которого я и влюбился в творчество великого Стэнли.

    Кубрик удалось ещё больше украсить воистину одно из самый оригинальных произведений литературы. Стиль буквально пронизывает весь фильм, чего только стоят фирменные кубриковские операторские планы; великая музыка, сопровождающая всё происходящее; даже такие мелочи, как обстановка в квартире Алекса и во всем известном Korova Milk Bar; в этой фильме планка стиля перешла на новый уровень, который достичь удалось далеко не всем.

    Хочу отдельно отметить образ Алекса и здесь сразу же следует добавить, что Кубрик немного изменил книгу: сделал Алекса старше, чем его 15-летний оригинал; дабы не вызывать скандала в обществе; так же сделав старше его «друзей» и девушек; встречающихся ему в магазине пластинок. МакДауэлл вписался в образ своего героя так, что никого другого в этой роли я представить просто не мог и читая книгу; вырисовывался именно этот образ.

    Лучший фильм о насилии и, наверно, один из самых необычных и неоднозначных фильмов XX века. И если вы хотите познакомиться с творчество Кубрика, начинать нужно именно с него.

    10 из 10

    - Аминь. И всякий прочий kal.

    14 февраля 2015 | 15:29

    Молодой Алекс и его банда любят проводить время за разными занятиями: пить moloko в баре korova, развлекаться с девицами, эпатажно наряжаться, невинно задираться со всеми встречными-поперечными и слушать Людвига Вана (Бетховена). Но самое любимое занятие Алекса сотоварищи — ультра-насилие в виде театрализованных преступлений. Естественно, что однажды подобное «веселье» должно было кончиться…И тут «страдальцем» уже становится сам бывший главарь Алекс.

    Вообще-то роман английского писателя-анти-утописта Энтони Бёрджесса скорее посвящен относительно узкой проблеме: манипуляция личностью со стороны государства. Кубрик же замесил явно более провокативный и ершистый коктейль из китча, критики общества потребления, бунта как искусства или искусства как бунта, формы проявления свободы и естественного состояния человека, ну и без политических манипуляций, критики бюрократизма, обезличивающего личность не обошлось тоже… Вправе ли государство и кто бы то ни было ради общественного блага жертвовать в столь циничных формах свободным (каким бы он ни был) выбором самого человека, вправе ли оно осуждать, и уж тем паче «исправлять» злодея, если оно само уродливо не меньше? Сии банальности — лишь вершина айсберга вопросов, возникающих по просмотре.

    Впрочем, еще гуще получился коктейль кинематографических изысков и провокаций Кубрика: сатира, фрейдистский гротеск, китч, соцреализм, антиутопия, социальная, экзистенциальная драма и, по правде говоря, много чего просто плохо идентифицированного. К изыскам относится и решение отдельных эпизодов, блистательно отработанных под классику бунтаря-Бетховена. Чего только стоит сцена группового секса Алекса с двумя девицами из музыкального магазина. Или сцена убийства с недвусмысленными фрейдистскими намеками…

    Есть и еще одна правда: фильм в любом разе получился едкий Трагедия молодого насильника, убийцы и любителя классической музыки кажется более близкой, чем трагедия людей, которым он причинил зло. Пожалуй, именно эта провокационная дилемма — самая сложная… Поэтому при всей бесспорности художественных решений смысловая нагрузка фильма не позволяет трактовать его однозначно.

    Не стоит забывать и о том, что фильм стал то ли послесловием к революции 1968 года, то ли предтечей революции сексуальной. К слову, Кубрик без особого стеснения (пусть и не возбуждающе — это ж Вам не «Греческая смоковница») эксплуатирует обнаженную не только женскую, но и мужскую натуру, за что Малькольм МакДауэлл превратился не в большую звезду большого кино, а в звезду кино на грани порнографии (ужас!!!). Пожалуй, наиболее близким к «апельсину» кинопроизведением стало «Последнее танго в Париже», где обывательство победило свободу и раскрепощение. Приговор, не факт, что справедливый, но суровый. Поэтому, как ни странно, революционный по форме и радикальный по содержанию фильм предстает все-таки пост-революционным в контексте социальном, возвещая консервативную контрреволюцию. Кубрик, как большой художник и едкий сатирик, заметил это раньше остальных, с удовольствием накинувшись на «буржуазное общество потребления», в какой-то степени оправдывая живого поначалу насильника-эстета на фоне уродливо насилующего общества.

    19 июля 2012 | 01:45

    Браво, Кубрик! Не буду углубляться в подробности сюжета, просто объясню свой заголовок.

    Фильм-вызов. У меня данная картина вызвала желание делать добро. Банально, согласна. Но ничего с этим не поделаешь. Слишком большая порция агрессии и ненависти сыграла свою роль. Если честно, часто критикую сцены насилия в фильмах, но тут все было в цель. Не возникло ощущения перебора. Далее объясню почему.

    Фильм-гротеск. Гротескно в «Заводном апельсине» почти все: начиная с четкого, искусственного марша работников тюрьмы (а впоследствии и Алекса) и заканчивая чавканием того же Алекса в конце фильма. Да и сам интерьер (молочное кафе, где столами служат женские оголенные манекены), костюмы шайки и их грим (я думаю, сразу же обратите внимание), некоторые реплики и гримасы (по-другому их не назовешь) добавляют к общей картине гротеска, и я бы сказала, реальной театральности.

    Фильм-парадокс. Главным парадоксом для меня является несоответствие музыки и действия в картине. На первый взгляд может показаться: бедный Бетховен неужели же он для этого творил, чтобы на его музыку положили сцену совокупления трех безумных людей да еще и в перемотанном режиме?! Но, подумав, понимаешь, что это еще один великолепный прием Стенли Кубрика для того, чтобы зритель еще больше окунулся в атмосферу безумства болезненной фантазии главного героя.

    Так вот, почему не было перебора? Интереснейшие приемы режиссера, игра актеров, музыкальное оформление, все это не дает зрителю окунаться в насилие который видит его глаз. По крайней мере так было у меня — мой мозг концентрировался на другом.

    Отмечу бродягу в начале фильма, в уста которого режиссер вложил одну из главных мыслей картины: «В этом мире больше нет закона и порядка, потому что в нем молодые больше не уважают стариков…»

    Прием бумеранга можно отнести к судьбе главного героя. И все вернулось на круги своя — это тоже о нем.

    Ультранасилие… Вы как хотите ребята, а я оптимистка и уважаю стариков. Надеюсь вы тоже и мы далеко не потерянное поколение

    А фильму заслуженно

    10 из 10

    6 марта 2012 | 01:42

    When people run in circles its a very very
    Mad world, mad world
    Enlarging your world
    Mad world © Gary Jules

    Потрясающая работа: режиссура, сценарий, игра актёров и несомненно музыка, которую Кубрик использует в своих фильмах, как визитную карточку.

    Этот фильм поймёт далеко не каждый, уж тем более не каждый сможет «осилить» его и осознать, не мудрено, атмосфера фильма затягивает в невероятную бездну насилия, крови, жестокости, возмездия и порой всё это доходит до полного абсурда.

    Моё мнение, по поводу всего происходящего на данном экране, очень субъективно, как и многие мнения многих авторов рецензий.

    В картине изображено, якобы, небольшое будущее и я считаю, что это очень правильный ход автора. Стоит взглянуть на наш сегодняшний мир и ты сразу поймёшь, что хотел передать автор «Заводного апельсина» Энтони Бёрджесс, а Кубрик, в свою очередь, умело изобразить во впечатляющих образах.

    Главный герой картины Алекс — тинейджер, воплощение подростковой агрессии и бунтарства. Он стимулирует свою агрессию наркотиками и прослушиванием музыки Бетховена. Алекс неисправим, его смешат попытки окружающих и государства сделать его законопослушным и управляемым. А вот тут, drugi moi, я задумалась об этом пресловутом государстве, нет, я не буду разводить тут политические дебаты, ибо это всякий раз чревато, но всё же упрекну «наше правительство» в очередном бездействии, этот фильм стал для меня аллегорией нынешней ситуации, в которой «честные» сидят за решёткой либо гонимые, а «убийцы» безрассудно уничтожают всё живое и естественно даже пальцем не тронуты.

    Что бы произвести очередное впечатление законопослушности, государство сделало попытку утихомирить очередного преступника (Алекса), но к сожалению, ничего у «него» не вышло т. к. поздно что либо менять в жестоких сердцах и бездушных телах.

    Алекс, возможно, и поменялся бы, да увы, не суждено, ведь других-то «не излечили» В этом мире НЕТ прощению и ДА презрению, кровной мести, жестокости:

    «Теперь старость измывалась над молодостью, а я не осмеливался ничего делать, братцы мои, потому что лучше быть избитым, чем чувствовать ужасный приступ тошноты.»

    Фильм, несомненно заслуживает быть «культовым», не стоит судить его по самоотверженных отзывах, кричащих о том, что это «Зло, как таковое». Здесь нужно «копать глубже», намного глубже… В безумном мире, нет места «здоровым» людям, которых излечили от безумства.

    Стенли Кубрику огромнейшее спасибо за проделанный труд, который по истине заслуживает внимания!

    15 июля 2011 | 23:11

    Именно этим выражением из лексикона Алекса можно назвать то, что великий и ужасный (это не про Квентина) Стенли Кубрик творит с близорукими представлениями социума о нем же самом.

    Как то автор классической фантастической антиутопии «1984», кстати пересекающейся с данной лентой, Джордж Оруэлл изрек мысль о том, что настоящий автор не может быть полностью аполитизированным, ибо желание не зависеть от политики тоже является политической позицией! И классик американского кинематографа Кубрик не явился исключением, выдав одну из наиболее выдающихся политических драм за всю историю кино.

    Безусловно картина замешана на исследовании истоков и последствий насилия и жестокости, но это всего лишь инструмент, тропинка в дебри прогнившего общественного устройства; пристальный взгляд на наше все: семью, церковь и власти.

    Взгляд бескомпромиссный, в высшей мере саркастический, в стиле старого доброго ультранасилия, как едко любит подмечать герой Малкольма МакДауэлла. Сама картинка, пестрящая «ультра» цветовой насыщенностью (с поправкой на 1971-год выхода картины), и затянутые нудящие кадры призваны вызывать приступы тошноты, подобные тем, что испытывал и сам герой.

    Двухчасовое действо переполнено тонкими деталями и философскими заворотами. Кубрик на пару с автором оригинального романа 1962 года Энтони Берджессом недвусмысленно намекают нам на:

    Как об-во может быть нравственно целостным если молодежь не уважает старших, т. е. с полной долей нездорового нигилизма относится к старейшим ценностям этого мира — сцена с избиением старика. Кстати ответное избиение тем же стариком уже морально уязвимого глав. героя только больше подтверждает беспощадность к людям, пренебрегающими этими ценностями.

    Каким бы все таки религия не была опиумом для народа, но определенным образом призвана поддерживать в человеке его гуманные стремления. В современном же обществе основным оружием церкви больше становятся смертные грехи, чем учение о любви к ближнему. Адом и вечными муками пытаются запугать и без того «приговоренных» заключенных. Таким образом духовное созидание замещается страхом и вердиктами — «вы идиоты» — говорит святой отец своим подопечным заключенным!

    Излюбленная тема американских кинематографистов семья свое ключевое значение, а именно наплевательское и безучастное, проявляется в трех сценах. В них ясно видно, что родители мало озабочены их отпрыском, больше их волнует достаток и напускная семейная идиллия.

    Еще герой «Мастера и Маргариты» Иешуа Га-Ноцри (читай Иисус) изрек как никогда актуальную истину: «Любая власть — насилие над народом» — Об этом в картине говорит все:

    - неэффективная система тюремного перевоспитания, где этим процессом руководят больше похожие на верных псов или фюрреров, как их мой друг называл по ходу фильма, надзиратели, как раз таки больше всего не верящие в возможность перерождения заключенных;

    - кукловодство Алексом как правящей власти(премьер-министр) так и оппозиции(писатель, сторонник тоталитаризма) в целях манипуляции общественным мнением и удовлетворения собственных властных амбиций;

    - промывка мозгов. Начиная с опытов доктора-деспота, кстати прообраза фашистского врача Й. Менгеле(ответственный за Освенцим), и заканчивая безответственной деятельностью морально атрофированной прессы — все направленно на внушение и регресс человека в послушное зомби (все то о чем так долго говорили антиутописты середины 20 века и продолжают повествовать современные поделки вроде «Духа времени»).

    - в результате еще не ясно, какая жестокость опасней :подростковая бесцельно направленная таких бунтарей как Алекс или же «пристроенная», служащая определенным целям, жестокость полицейских, чиновников, врачей и тд(выходцев из этой же социальной среды)?

    Природа человека всегда дает о себе знать. Глубоко заблуждается тот, кто склонен до сих пор считать, что человек любящий классическую музыку в том числе и Бетховена(стереотипный признак интеллектуалов) или старые звонкие гимны из добродушных американских мюзиклов, отличается здравым взглядом на мир и праведностью помыслов. Человек ведь неидеален и с дальнейшей эволюцией, дающая о себе знать животная природа, все чаще фатально сказывается на зыбком об-вом устройстве.

    «Человека делает человеком только осмысленный выбор» в сторону добра, главное чтоб он был. И перед ним может даже стать такой тип как Алекс, что и происходит в последней главе книги.

    Стоит заметить некоторые еще не упомянутые особенностях фильма:

    - сцена с изнасилованием жены писателя навеяна трагедией произошедшей с женой Берджесса, которая была будучи беременной зверски изнасилована 4мя американскими дезертирами;

    - некоторые надписи, на стенах бара например, происходят из разработанного автором путем транслитирования русских слов (Берджесс побывал в Ленинграде) спец языка «надсата»(модифицированное окончание русских числительных от «одиннадцати» до «девятнадцати». Объясняется это тем, что носителями надсата были подростки (nadtsatyje) — «тинейджеры» (teenagers, буквально «надцатилетние»; или сокращённо — «тины», teens).

    - техническое исполнение фильм оказало огромное влияние на кинематографистов современности. В частности футуристические интерьеры, кот сквозь призму в 30 с лишним лет больше отдают эстетикой уорхоловского поп-арта, находят свои отголоски в кино и клипах по сей день(Вачовски явно среди всего прочего вдохновились картинкой «clockwork orange» при создании своего «спиди-гонщика»).

    Также внимательный зритель оценит щедро разбросанные по фильму всевозможные намеки и саркастические аллюзии.

    С оглядкой на вышеизложенное можно без преувеличения сказать, что Стэнли Кубрик оставил нам великое наследие. В свое время кино вызвало множество скандалов среди ханжески настроенной публики по средствам своей откровенности. Но мне кажется что это кино своими кадрами гораздо глубже способно нас окунуть в омуты лживой и противоречивой современности, чем какой-нибудь Американский пирог.

    Гротескное изображение причудливых событий(кстати на сленге лондонских кокни подобные вещи как раз и обозначаются словосочетанием clockwork orange) позволяет нам увидеть, что мы, люди, и становимся карикатурой на самих себя. Но я уверен пока рождаются такие выдающиеся товарищи как Кубрик и Берджесс — не все потеряно!

    P.S. прошу прощения за некоторую бессвязность, но эмоции переполняют плюс 6 ой час ночи сказывается. Приятного просмотра.

    2 января 2009 | 10:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 385 руб.
    DVD, 129 руб.
    DVD, 385 руб.
    саундтрек, 493 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent52 263 680
    2.ЗолушкаCinderella34 967 659
    3.Ночной беглецRun All Night5 032 323
    4.ГанменThe Gunman5 028 702
    5.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4 627 340
    20.03 — 22.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    10.Бойцовский клубFight Club8.715
    11.Жизнь прекраснаLa Vita è bella8.703
    12.Иван Васильевич меняет профессию8.695
    13.Достучаться до небесKnockin' on Heaven's Door8.662
    14.Крестный отецThe Godfather8.655
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.46%
    37.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War92.45%
    38.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.42%
    39.ВаркрафтWarcraft92.39%
    40.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.19%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Призрак13
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies316
    ПоклонникThe Boy Next Door13
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie4
    Ночь в музее: Секрет гробницыNight at the Museum: Secret of the Tomb25
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.553
    Призрак7.645
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.168
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.694
    ЗолушкаCinderella7.480
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Как поймать монстраLost River09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    премьеры