всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3291 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм «Заводной апельсин» режиссера Стэнли Кубрика с первых же кадров нагнетает зловещую и несколько психоделическую атмосферу. Кино повествует об Алексе, жестоком лидере подростковой банды, члены которой целыми днями занимаются грабежами, убийствами, разбоями и изнасилованием женщин. Кино совершенно не стесняется показывать во всей красе повседневные «развлечения» банды Алекса, сопровождая действие абсурдным и зачастую черным юмором, а так же красивой и величественной музыкой Людвига ван Бетховена, которая, как ни странно, идеально подходит к творящемуся на экране безумию.

    Однако вскоре Алекса сажают в тюрьму сроком на 14 лет. Желая поскорее выйти на свободу, тот соглашается на любопытный правительственный эксперимент. Своеобразное лечение, в ходе которого предполагается полное подавление в Алексе тягу к насилию. С этого момента окончательно становится ясно, что «Заводной апельсин» — это ни в коем случае не насилие ради насилия. Интересен, прежде всего, посыл фильма. Ведь люди по своей природе — дикари, хищные животные, у которых жесткость в крови. Единственное отличие Алекса от других людей в том, что он не прячет чисто животные инстинкты глубоко внутри себя. Когда же он выходит на свободу после так называемого «лечения», он все еще хочет делать то же, что и делал раньше, но из-за проведенного над ним эксперимента, жесткость вызывает у него рвотные позывы, то есть чисто физическое отвращение, и он старается держать себя в рамках приличия. Просто для того, чтобы выжить. И вскоре становится очевидно, что окружающие Алекса люди, над которыми он издевался раньше, ничем не лучше его самого, так как сами жестко глумятся над ним, зная, что ничего он им не сделает.

    Стэнли Кубрик снял очень стильное и атмосферное кино. Даже сейчас, спустя много лет после выхода фильм способен удивить, а может, даже и шокировать своей жестокостью. С точки зрения же актерских работ это — целиком торжество Малькома МакДауэлла. Актер бесподобно сыграл главного героя Алекса, показав реально страшного человека, с которым опасно находиться в одной комнате. Инфернальный характер, страсть к насилию и извращенное чувство юмора заслуженно сделали этого персонажа культовым. Сам же «Заводной апельсин» — один из лучших фильмов Стэнли Кубрика. Общепризнанный шедевр и классика мирового кинематографа. К ленте можно относиться по-разному: можно любить и боготворить, можно ненавидеть, но равнодушным к фильму после просмотра не должен остаться никто.

    10 из 10

    16 ноября 2014 | 14:41

    О режиссёре Стэнли Кубрике я слышал очень давно и о его фильмах тоже, которые многие хвалят и почитают. Это очень заинтересовало меня и заставило, наконец, посмотреть один из его известных работ. Так что первой картиной, благодаря которой я познакомился с талантом режиссёра, стал «Заводной апельсин». Скажу честно, я ожидал от этого фильма немного другого, чего-то более пафосного и при этом не лишённого смысла, но всё-равно получил удовольствие от просмотра. Который навеял ранее не знакомые мне мысли и раздумия…

    «Заводной апельсин» очень необычен по своему сюжету. Картина рассказывает нам о времени, когда молодёжь стала абсолютно жестокой, более извращённой и эгоистичной. Четыре друга, четыре бесбашенных хулигана, которые творят зло во всём мире. Они с лёгкостью проникают в жилые дома, грабя и изнасилуя их жителей. Но однажды главного героя, от лица которого ведётся рассказ, подставляют собственные товарищи, и он попадает в руки властей. Вскоре его отправляют в исправительную тюрьму, а в более позднее время решают отвезти в больницу, где проводят эксперименты над такими «больными», как герой. После многих неприятных и даже аморальных процедур героя выпускают на волю. И он и вправде вылечился, но при этом не избежав тяжёлых последствий. Когда герой видит сцены насилия, учавствует в нём или становится его жертвой, то его начинает тошнить, что происходит и при виде обнажённых девушек. Всё это делает парня не просто безопасным для окружающих, но и просто беззащитным. Теперь он не может защищаться от таких плохих людей, как он сам в прошлом. И это пугает не только героя, но зрителя.

    Идея картины вполне ясна, мысль, которую режиссёр хотел выразить в своей ленте, проявлена очень красиво и грамотно. Этот фильм показывает нам выдуманный, но при этом не лишённый доли правдоподобности мир, где молодые подростки терроризируют городские улицы, наводя страх на невинных жителей. Героями движет даже не сумасшествие, а феноменальный эгоизм, который делает их жестокими и способными к аморальным поступкам. Кубрик прекрасно показал нам устройство молодёжи, причём не только прошлой, но и нынешней. Режиссёру каким-то образом удалось предугадать, какими могут быть подростки будущего, как они будут относиться ко взрослым и к их прошлому, к их устойчивым традициям. В фильме молодёжь не просто не уважает, но и ставит себя выше над обществом старших. Это характеризует героев, как отрицательных персонажей. Но режиссёр отлично описал и их слабости. Главный герой боится перестать быть лидером, он боится правосудия. Он обычный человек, как и каждый из нас, который просто возомнил себя королём. Но его неизбежно постигает жестокое наказание. И это наказание — его же оружие. А именно насилие, жестокое, безрассудное, аморальное насилие, которым он раньше наслаждался. И теперь сам стал его жертвой. Друзья стали врагами, враги — друзьями.

    Но в финале картины мы всё-таки понимаем, что герой никак не изменился. Он не вылечился, он остался таким же маньяком-извращенцем. И это даже не пугает, не смешит, а заставляет просто задуматься. Задуматься над тем, что молодёжь имеет свои устойчивые представления о жизни, о его смысле, о его плюсах и минусах. И против этого сложно пойти.

    В фильме содержится очень много странных, порой просто ненормальных и оригинальных персонажей, а поэтому актёрам была дана достаточно сложная работа. Но с ней все справились без исключения. Главным преимуществом является здесь Малкольм МакДауэлл, который исполнил главного героя. Актёр играет очень искренне, живо, феерично. Он создал пафосный и эксцентричный образ неипсравимого подростка. И его игра делает просмотр просто незабываемым. Его хитрая ухмылка, его взгляд… Всё это сильно впечатляет. Также мне понравилась неподражаемая, удивительная игра Патрика Мэги, который исполнил пострадавшего от издевательств молодёжи писателя. Его герой по вине жестоких подростков лишился жены, а сам стал инвалидом. И встреча с обидчиком сделала его мстителем с психическими расстройствами. Патрик играет пугающе правдоподобно и очень драматично.

    9 из 10

    «Заводной апельсин» — это необычная и тонка картина, показывающая нам все нюансы современной молодёжи: жестокой, эгоистичной, безрассудной. Картина лишена стереотипов, лишена комплексов, и благодаря этому она удивительно ясна. Несколько необычных визуальных приёмов и режиссёрских находок делают её очень оригинальной и неповторимой. Такое может снять только Кубрик.

    P. S. А ещё эта лента служит прекрасным подтверждением того, что режиссёр пристрастен к съёмкам обнажённых женских тел.

    20 ноября 2010 | 22:08

    Не могу передать словами все чувства, которые нахлынули на меня во время просмотра фильма. Сцены насилия, вызывающие отвращение и желание отвернуться от экрана, научная фантастика, производящая впечатление и многое другое вы испытаете, когда посмотрите фильм.

    «Заводной апельсин» сделан в лучших традициях готики и сатиры, характерных для Стэнли Кубрика. В фильм потрясающе вписалась музыка Людвига Ван Бетховена. Некоторые сцены без нее просто представить невозможно. Например, сцена, в которой Алекс приходит домой, разбирает трофеи и ложится спать, все время сопровождается музыкой Бетховена, и это помогает лучше воспринимать картину. Фильм подчеркнут великолепным английским черным юмором. Это когда мрачные и пессимистические образы являются развлекательной основой фильма или сериала («Семейка Аддамс», «Лига джентльменов»). Мне понравилась постановка сцен, больше напоминающая театральное действо. В фильме звучит известная песня «Singin» In The Rain», в сочетании с Девятой симфонией, это создает образ бессмертной классики.

    Алекс причиняет боль и страдания окружающим людям, а в результате терпит еще худшие мучения и страдания. Это наводит его на мысль о самоубийстве, но мораль такова, что в конце фильма он становится новым человеком, пережившим все муки ада. Я считаю, что фильм достоин высшей оценки и наилучших мнений.

    21 марта 2011 | 17:37

    Я никогда раннее не писала рецензий и эта — моя первая. Отчего же я выбрала именно «Заводной апельсин»? Думаю, мне стоит отдать должное хорошо переданной смелости и остроте картины. Нельзя не назвать смелым фильм, в котором обнажаются многие пороки молодёжи до такой степени, что невольно начинаешь видеть красоту всех злодеяний главных героев, даже и осознавая что их поступки являются неправильными.

    Смотрела я фильм без какой-либо подготовки, не читая книги, не прокрутив мысленно предыдущие работы Кубрика или картины с Малкольмом МакДауэллом в главной роли. Можно назвать это непредвзятым первым впечатлением.

    «Заводной апельсин» — как я и думала, определённо, фильм не для каждого. Из ненагружённого разговорами, лёгкого, в некотором смысле запретного фильма-картинки, он превращается в тяжёлую психологическую историю, над которой стоит поразмыслить. Лично меня посетило ощущение, что сначала я смотрела один фильм, а затем переключила на другой, но впечатление от этого не изменяется, а даже наоборот. Если бы на протяжении всего фильма показывали разбои банды, главарём которой являлся Алекс (хочется подметить, что Малкольм МакДауэлл как никто другой подходит на эту роль), то это было бы не столь интересно, нежели попытки исправления преступника с помощью специальной методики. Но методика эта приносит неприятные последствия для нашего антигероя в виде выработавшегося блевотного рефлекса, при попытке совершить одну из тех жестокостей, которые показывают ему на экране бессчётное количество раз. Как же нелегко приходится Алексу при невольной тошноте от тех преступлений, которыми его не корми, он всё равно сыт не будет. Начинается внутренняя борьба со всеми его «увлечениями» и тем, что пытаются впихнуть в его подсознание. Даже от его любимой «Симфонии N9» Бетховена его тянет к раковине — очиститься. А всё потому, что в одном из показываемых ему фильмов звучала эта музыка.

    Фильм основывается на принципе «насилие устраняется насилием». Может быть так и есть. Зло порождает зло, оно же его и способно истребить. Но вследствие этого порождается новое, ещё большее зло. В общем, всё как и в жизни. Мы никогда не будем жить в идеальной стране без преступности, так как всегда нужно уравновешивать плохое и хорошее. Как говорится, иначе жилось бы скучно.

    Также фильм подкреплён забавными моментами, которые великолепно разряжают напряжённую обстановку каждого кадра, от которой не знаешь чего ожидать. Даже не верится, что поначалу такой несерьёзный фильм, становится направлен на искоренение зла. Но, конечно же, ничего не удаётся. И всё это мы узнаём только после того, как уже чуть было не начали верить в обратное. В конце фильма все стрелки и обвинения благополучно переводятся на правительство. Забавно.

    Хотелось бы уделить внимание заключающим сценам фильма. Тем самым моментам, когда Алекс попадает в места, в которых уже бывал ранее и встречается с людьми, которые в его «прошлой жизни» как никто другой познали его жестокость, впоследствии которой они получили немалые психологические травмы. Даже при виде исправившегося Алеска они не готовы его простить и помочь ему. Кто знает, может если бы сложилось иначе, он бы и смог в дальнейшем удержаться, живя спокойно и никого не трогая.

    Фильм неповторим и единственен в своём роде.

    Спасибо невероятной игре Малкольма МакДауэлла, идеально подходящим костюмам героев, отличным шуткам; появляющимся на протяжении всего фильма с неестественным цветом волос девушкам и конечно же подпрыгивающему и резко говорящему старшему офицеру Барнсу.

    10 из 10

    12 октября 2012 | 23:16

    Имя Стэнли Кубрика всегла вызывало среди киноманов и кинокритиков много эмоций. Одни его боготворили, иные же проклинали за его провакационное творчество. Что касается меня, то могу сказать только одно:Кубрик-это бессмертная единица в кинематографе, чье творчество будет жить еще не одно поколение, ибо шедеврам не ведамо время. Безусловно,«Заводной Апельсин»-это одно из самых знаменитых и провакационных детищ знаменитого режиссера. Этим фильмом востаргаются или же наоборот, презирают, вот уже почти на протяжении сорока лет. А фильм все так же популярен и, конечно, актулаен. Кубрик всегда снимал актуальные вещи.

    Итак, Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.

    Главный персонаж картины Алекс по-своему уникален и до ужаса интересен. Он молод, хорош собой, далеко не дурак, возможно, да и скорее всего, начитан. У Алекса хорошо подвешен язык, и он любит классическую музыку, в частности прекрасного Людвига Вана Бетховена. Возможно, он стал бы неплохим юристом или врачом, или, может быть, ученым?Все может быть. Но если взглянуть на другую сторону миловидного Алекса, то зритель ужаснется. С наступлением темноты, наш братец Алекс превращается в бунтовщика, который как бурный поток воды, сметает все на своем пути. Алекс грабит, насилует, устраивается побоища. Он-чудовище, которое необходимо изолировать. Необходимо изничтожить.

    И вот во сторой половине картины мы видим, что Алекса укпекают в тюрьму, где он становится участником или, как позже может показаться, жертвой загадочного эксперемнта по подавлению человеческого насилия. Алекс, пройдя реабилитациб, выходит на свободу. Он становится абсолютно другим человеком. Белый и пушистый, ибо он не может ударить человека, не может скеазать ни одно грубое слово в чей-либо адрес. И тут мы видим, что Алекс из охотника превращается в жертву, благодаря провдимого над ним эксперемнту. Возникает вопрос:имело ли государство право отбирать выбора нравественного пути?Собственно, Кубри предлаегает зрителю антиутопию утопию. Утопическую реальность мы видим глазами Алекса. Ему кажется, что все чем он занимается абсолютно нормально и, собственно, в порядке вещей. Он живет в этом мире, дышит, думает, царствует над этим миром, ибо это его утопическая реальность. Антиутопия же раскрывается во второй половине картины, когда Алекс попадает в реальный мир. Туда, где он уже не властен, туда, где были и живут его прошлые жертвы. Алекс, по чути монстр, и превращает своих жертв себе подобным. В фильме это ярко выражается, когда Алекс уже вйдя из тюрьмы попадает в дом к странному писателю, который когда-то пострадал от деяний молодого человка.

    Так что же такое «Заводной Апельсин»?Манифест подумать о нашам поведнии и посмотреть на мир новым взгляом или же Кубри, когда создавл данную работу, хотел, чтобы зритель посмотрел на себя в первую очередь. Ведь в каждом из нас спит монстр, может быть. конечно, его и не зовут Алекс, но тем не менее. Человек, по своей натуре, самое жутко создание на всем белом свете. Кубрик это доказывает на примере своего персонажа в фильме. Есть хорошая сеьма, парень образован, но тем не менее совершает самые отватительные поступки, которые так отровенно показывал на Стэнли Кубрик. И не удивительно, что именно эта работа знаменитго режиссера подняла так много шума. Ранее из режиссеров более открыто не показывал в своих работах насилие. Это стало переворотом в киноискусстве. Никто ранее не сумел(да и сейчас-то никто не может) так гармонично сочетать тяжелую жизненную философию, яркий цинизм, государственный «механизм уклада жизни» и грубое, грязное, отвратительное насилие, как нежели Стэнли Кубрик в свое время. Этот режиссер, по-моему, с выходдом этой работы раз и навсегда перевернул таз с водой с надписью «Кинематограф». И вода в этом тазике коснулась всех, кто хоть как-то причастен к этому виду искусства.

    «Заводной Апельсин»-это золотое наследние Стэнли кубрика, которое забыать нельзя. Это именно тот фильм, который сильно повлиял на многих режиссеров мира. Конечно, очень многие работы Кубрика не менее великолепны. Вспомнить только «С широко закрытми глазами». Но, на мой взгяд, именно «Заводной Апельсин» открывает зрителю весь неисчерпаемый талант Кубрика. В его предыдущих работах я видела удвительные очертания его стиля ,но до выхода этой работы он не являлся целиком. Но «Заводной Апельсин» как раз-таки показывает зрителю всю сложность Кубрика.

    9 из 10

    13 ноября 2010 | 19:31

    Книга Энтони Берджесса была написана им в критический период жизни, когда он в безнадежном и упадническом настроении решил излить на бумагу некую историю, действие которой происходит в антиутопическом будущем. Предпосылкой к этому было происшествие, случившееся некогда с его женой: ее, беременную, избила группа пьяных солдат-дезертиров. Сюжет книги вполне соответствовал мрачному духу обстоятельств. Через несколько лет эта книга попадет в руки американского режиссера Стенли Кубрика. Попадет случайно и первоначально не вызовет у него никаких особенных восторгов. Языковая изощренность Берджесса представляла проблемы для реализации на экране, но не зря сам Кубрик говорил, что то, что может быть подумано или написано, может быть снято.

    Существуют множественные трактовки названия (к слову, Кубрик славился умением эффектно озаглавить свои фильмы). Сам Берджесс говорил, что название произошло от выражения «странный, как заводной апельсин», Уорнер Бразерс трактовала название иначе: «заводной апельсин — снаружи он здоров и цел, но внутри изуродован неподвластным ему рефлекторным механизмом». Так же существует версия, что orange — в переводе человек, соответственно название можно перевести как «заводной человек» (что, по большому счету, вполне совпадает с пассажем Уорнер Бразерс).

    Надо заметить, что решение снять «Заводной апельсин» было не спонтанным. В 70-х в Голливуде образовалась некая новая волна, предпосылками к которой была отмена «Кодекса Хейса» и прибыльность низкобюджетных проектов с бунтарским и порой шокирующе жестоким и откровенным содержанием. «Молодежное кино» вошло в моду, а лондонская элита с нетерпением ждала экранизации «Заводного апельсина», о которой давно ходили слухи. Почва была намечена.

    Для начала стоит остановиться на перфекционистском подходе Кубрика к визуализации фильма. Картинка всегда говорит яснее и громче любых, даже самых изощренных слов, и тут она хороша. Стилистика фильма призвана подчеркнуть соседство двух крайностей в «Заводном апельсине»: с одной стороны развитие технологий и техническое совершенствование, с другой бедность и культурная нищета. Лучше всего с задачей мог справиться поп-арт, в достаточной мере вульгарный и иконографичный, он способен был полностью отразить моральную бедность общества под гнетом государства. Вдобавок это удачно пересекалось с идеей тоталитаризма и одинаковости, о которой говорилось в романе. Как дополнение к нему, в архитектуру были внесены элементы глухого и скучного конструктивизма, контрастом оттенявшие клоунский поп-арт.

    Также много места уделено сексуальной символике — будь то интерьер бара Korova, наполненный женскими манекенами, или статуэтки в доме Дамы с кошками. Народность и символичность поп-арта оказались очень пластичными, и до сих пор образы «Заводного апельсина» живут в массмедиа, из сборника поп-культуры превратившись в ее атрибут.

    Идейная сторона картины выступает доктором, препарирующим безнадежно больного пациента. «Наши соотечественники никогда не узнают себя в портретах» — говорил Оскар Уайлд, и общество как всегда не узнало себя. Отвернулось, гневно плюясь и ханжеским тоном припоминая славные времена цензоров, когда такой фильм похоронили бы задолго до начала съемок.

    Возмущаться было чему — помимо отсутствия порицания действий Алекса и его банды, фильм довольно жестоко обошелся с основными институтами власти. Церковь тут представлена сборищем фанатиков, которые вместо того, чтобы быть пасторами душ человеческих, становятся орудием запугивания и уничижения людей. Полиция спокойно принимает в свои ряды подонков, врачи бессердечны, газеты гонятся за дешевой сенсацией, правительство порабощает умы, родители совершенно лишены понятий любви и привязанности, гонятся лишь за воображаемым идеалом сына.

    Этот мрачный мир, еще более усугубленный симметрией картинки и «одинаковостью», является карикатурой на современное общество, гротескной и пессимистичной. Кроются тут и некие намеки — так moloko, которое так упоенно пьют в баре главные герои, явно является прямым наследником ЛСД, сильным синтетическим наркотиком-стимулятором, именно molokoм «заряжается» Алекс с бандой.

    Общество не столько ненавидит Алекса, сколько боится увидеть Алекса в себе. Этот полукарикатурный герой с накладными ресницами на одном глазу, котелком на буйной голове, страстной любовью к Людвигу Бетховену и тягучим выговором лондонской элиты вобрал в себя удивительную эссенцию жестокости, но пугает именно его равнодушное отношение к своим действиям. Для него насилие — очередная разновидность игры. В сочетании с интеллигентной выправкой это производит сильное впечатление. Надо сказать, что Малкольм Макдауэлл обладает этой редкой гармонией царственности, в своей игре он выдержан и властен с подчиненной ему бандой и подобострастен с вышестоящим начальством. «Человеческое, слишком человеческое», — говорил некогда Ницше, но именно утратив это иллюзорно человеческое, личность теряет свою персональную ценность.

    Можно представить себе волну негодования общества, когда оно увидело результат работы Кубрика. Фильм сразу заклеймили как пропаганду насилия, с исполнителем главной роли Малколмом Макдауэллом не здоровались знакомые на улице, кинотеатры отказывались прокатывать фильм. Но такая реакционная волна отрицания была заранее очевидна и ожидаема. Обидно было другое: за гневными выкриками не видны были художественные и идейные достоинства картины. «Фильмы всегда становятся замечательной показательной мишенью для наших ленивых блюстителей нравственности» — заметил один из журналистов. Несмотря на все заверения в пропаганде насилия, каких-либо весомых доказательств привести не удалось.

    Жестокость — неотъемлемая часть человеческой природы, Кубрик, со свойственной ему мизантропией, награждает всех своих героев этим качеством в полной мере — негодяи и мстители жестоки одинаково, даже если и борются за разные цели. И тем не менее человек всегда выбирает, эта идея является в романе Берджесса основной, через падение человек приходит к свободе выбора. В конце концов жестокость не искореняется, лишь выходит на новый уровень. Гитлер ужасен не только тем, как жесток и фанатичен он был, но и тем, что у него была возможность реализовывать свои мерзкие фантазии.

    Мне всегда было трудно однозначно поставить какую-то оценку «Заводному апельсину». Порой он слишком пугающ и правдив, а временами чересчур абстрактно-театрален. «Заводной апельсин» — это спектакль о жестокости, но ни в коем случае не ода ей, как считают многие. Слишком отстраненно смотрит на все это режиссерский взгляд проницательных черных глаз. И на протяжении всего фильма сквозит мрачная ирония — Алекс обращается к невидимым зрителям «drugi», как бы намекая на схожесть с ними. Это обращение, казалось бы такое незначительное, в контексте многочисленных обсуждений выходит на новый уровень — пусть каждый увидит в «Заводном апельсине» то, что хочет увидеть, заодно взглянув на себя и определив, правомерно ли это панибратское обращение к нему лично.

    16 июня 2009 | 20:19

    Молодой Алекс и его банда любят проводить время за разными занятиями: пить moloko в баре korova, развлекаться с девицами, эпатажно наряжаться, невинно задираться со всеми встречными-поперечными и слушать Людвига Вана (Бетховена). Но самое любимое занятие Алекса сотоварищи — ультра-насилие в виде театрализованных преступлений. Естественно, что однажды подобное «веселье» должно было кончиться…И тут «страдальцем» уже становится сам бывший главарь Алекс.

    Вообще-то роман английского писателя-анти-утописта Энтони Бёрджесса скорее посвящен относительно узкой проблеме: манипуляция личностью со стороны государства. Кубрик же замесил явно более провокативный и ершистый коктейль из китча, критики общества потребления, бунта как искусства или искусства как бунта, формы проявления свободы и естественного состояния человека, ну и без политических манипуляций, критики бюрократизма, обезличивающего личность не обошлось тоже… Вправе ли государство и кто бы то ни было ради общественного блага жертвовать в столь циничных формах свободным (каким бы он ни был) выбором самого человека, вправе ли оно осуждать, и уж тем паче «исправлять» злодея, если оно само уродливо не меньше? Сии банальности — лишь вершина айсберга вопросов, возникающих по просмотре.

    Впрочем, еще гуще получился коктейль кинематографических изысков и провокаций Кубрика: сатира, фрейдистский гротеск, китч, соцреализм, антиутопия, социальная, экзистенциальная драма и, по правде говоря, много чего просто плохо идентифицированного. К изыскам относится и решение отдельных эпизодов, блистательно отработанных под классику бунтаря-Бетховена. Чего только стоит сцена группового секса Алекса с двумя девицами из музыкального магазина. Или сцена убийства с недвусмысленными фрейдистскими намеками…

    Есть и еще одна правда: фильм в любом разе получился едкий Трагедия молодого насильника, убийцы и любителя классической музыки кажется более близкой, чем трагедия людей, которым он причинил зло. Пожалуй, именно эта провокационная дилемма — самая сложная… Поэтому при всей бесспорности художественных решений смысловая нагрузка фильма не позволяет трактовать его однозначно.

    Не стоит забывать и о том, что фильм стал то ли послесловием к революции 1968 года, то ли предтечей революции сексуальной. К слову, Кубрик без особого стеснения (пусть и не возбуждающе — это ж Вам не «Греческая смоковница») эксплуатирует обнаженную не только женскую, но и мужскую натуру, за что Малькольм МакДауэлл превратился не в большую звезду большого кино, а в звезду кино на грани порнографии (ужас!!!). Пожалуй, наиболее близким к «апельсину» кинопроизведением стало «Последнее танго в Париже», где обывательство победило свободу и раскрепощение. Приговор, не факт, что справедливый, но суровый. Поэтому, как ни странно, революционный по форме и радикальный по содержанию фильм предстает все-таки пост-революционным в контексте социальном, возвещая консервативную контрреволюцию. Кубрик, как большой художник и едкий сатирик, заметил это раньше остальных, с удовольствием накинувшись на «буржуазное общество потребления», в какой-то степени оправдывая живого поначалу насильника-эстета на фоне уродливо насилующего общества.

    19 июля 2012 | 01:45

    Грешники, как зеркала в них мы видим наши грехи (Ганди)

    Если честно, то на этот фильм я наткнулся совершенно случайно, просто во время рекламы другого фильма переключал каналы, но когда наткнулся на ЭТО…

    Первые 20 минут фильма я решительно не мог понять, что это предо мной мелькает, потом когда дело дошло да самого что уже ни на есть насилия, то мне стало страшно, просто до жути. Я выключил телевизор и минут 20 не смотрел, но даже не столько от отвращения или страха, а сколько от понимания того что вся эта дрянь есть в нашей жизни, и что всё это не вымысел.

    Но всё-таки через 10 минут я снова включил телевизор (это, кстати, можно считать док-вом, что фильм реально цепляет за душу) и уже досмотрел до конца.

    Фильм оставляет неизгладимое впечатление, очень хорошо продуманы начало и конец. Вначале ты сразу смотришь герою в глаза. В конце фильм обрывается на самой кульминации, но с логическим финалом и титры кислотного цвета специально, чтобы подольше удержать внимание и заставить подумать над увиденным.

    Мне понравился главный герой своим разносторонним характером он конечно не красавец, но с очень живыми чертами лица и богатой мимикой. Ну а чтобы разобрать его характер и психику потребуются годы работы, к тому же каждый имеет про него своё мнение. Но хочу заметить, что не даром у него довольно благополучная семья, ведь всё таки у него нормальный непьющий отец, порядочная мать, живут они ни в каком нибудь заброшенном Гетто. Этим мне кажется, Кубрик хотел показать что насилие и болезни души это не удел только каких нибудь убогих, а что это может быть в каждой семье.

    Несмотря на то, что фильм довольно старый тема актуальна до сих пор, здесь выражены все точки зрения на этот вопрос. С одной стороны ясно показано, что с этим надо что-то делать, но с другой стороны также показано как может быть порой губительна месть ослеплённой яростью жертвы. Прощать всё таки удел сильных.

    Нельзя не заметить, как всё таки правильно сделали не озвучку а именно субтитры это очень идёт в тон всему фильму.

    Так же мне сначала показалось странным, почему он обращается к тем, кому рассказывает (то бишь нам) «Братья мои» но если вспомнить притчу из Библии про Авеля зверски убитого братом Каином, то всё становится понятно.

    Не могу сказать, что в фильме прям какой-то особенный крутой и продуманный сюжет, это просто очень интересные записки сумасшедшего.

    P.S. Насчёт «лечения» этого героя (да и в принципе всех таких) одно можно сказать если больной действительно хочет жить, то медицина бессильна.

    10 из 10

    5 февраля 2010 | 20:55

    Заводной апельсин. Услышав эту фразу, ценитель литературы вспомнит имя Энтони Берджесса и его одноименный роман. Киноман же, воскликнет имя Стэнли (царство ему небесное) Кубрика, снявшего один из самых культовых фильмов ХХ столетия. А кто-то из всезнающих эрудитов, возможно, выдаст вам справку об одном из самых старых в мире, шотландском метрополитене, носящем подобное название. А вот человек, не интересующийся всем этим, возможно, лишь удивленно пожмет плечами по поводу довольно абсурдного словосочетания…

    Кубрик снял фильм, который по его же собственным словам, нужно было выпустить лет на 20 позже. Скандал сопровождал фильм с самого момента выхода его на экран. «Зло как таковое», — вынесли вердикт служители британской Фемиды и отправили фильм в длительное подпольное плавание. Он поддавался запретам и был плодом нещадной критики, но в то же время очень быстро приобрел статус культового в глазах любителей кино и обеспечил себя от забвения на десятилетия.

    Фильм Кубрика, прежде всего антиутопия, сделанное в очень острой и яркой форме предупреждение режиссера человечеству.

    • Улицы деградирующего Большого Города, контролируемые по вечерам «одетыми по последней моде» парнями, ищущими объект для доброго старого «ультра насилия»;

    • Педагоги, интересующиеся лишь возможными взысканиями, но никак не судьбами своих подопечных;

    • «Милиценты» — совсем недавно еще дети улицы, вчера грабившие и убивавшие, а сегодня ставшие на стражу закона;

    • Тюремные надзиратели, больше похожие на верных псов Люцифера, чем на людей исправно несущих свою службу;

    • Священники, пугающие преисподней заключенных в аду на Земле, вместо того, чтобы давать им хоть какую-то надежду;

    • Доктора, упустившие из виду главный принцип «не навреди» и использующие пациентов вместо лабораторных крыс;

    • Лицемеры-политики, готовые на все ради мягкого кресла в правительстве;

    • Их оппоненты-фанатики готовые на еще большее;

    • Журналисты, ищущие дешевых сенсаций;

    • Родители, променявшие родного сына на стабильную оплату за комнату;


    … а среди всего этого бедняга Алекс, насильно лишившийся самого дорогого в жизни: права выбора и радости от произведений старины Людвига Вана. Его сделали «заводным апельсином», и хоть он, конечно, и подонок, но никто не заслуживает подобной участи по отношению к себе.

    Хотите сказать, Кубрик преувеличил? Возможно. Но стоит включить новости, как оттуда непременно хлынет очередная порция грязи и негатива. Да таким мощным потоком, что и захлебнуться несложно. Уже без малого 40 лет прошло со времен создания фильма, а «Заводной апельсин» вызывает до сих пор столько споров и разнотолков. И даже очень неплохое творение Берджесса вспоминается лишь, как правило, в ключе: «да ведь это та книжка, по которой снят фильм Кубрика».

    Практически все фильмы Кубрика сняты по чьим-то произведениям, но станет ли кто-то называть его фильмы экранизациями? Авторы литературных оригиналов, как правило, негативно отзывались о созданных фильмах, что редко бывает с фильмами снятыми слово в слово согласно текстам так оберегаемых писателями. То режиссер сильно перекроил основной материал, то слишком вольно трактовал идею произведения, то не на том сделал основные акценты, то еще что-то. Но фильмы Кубрика до сих пор на слуху, а кто, же вот так навскидку назовет автора какого-нибудь романа или повести, которую он «экранизировал». Кроме кинговского «Сияния», конечно. Но Кингу-то Кубрик, допек как раз чуть ли не больше всех — как же так, с его, короля ужасов и мистики, произведением он так вольготно обошелся, проигнорировав при этом все его рекомендации.

    Так и в этот раз: Кубрик абсолютно сознательно изменил концовку, закончив рассказ на главу раньше Берджесса. И если книга заканчивается вполне разумными размышлениями 18-летнего юноши о круговороте жизни и (!) семейных ценностях то Кубрик напоследок дает нам вдоволь насладиться «триумфом» выздоравливающего Алекса и лицезреть его знаменитую ухмылку. Кубрик снова нагнал излишней мрачности и безысходности, снова заметит кто-то.

    Но это лишь на первый взгляд. Ведь если у Берджесса Алекс задумывается о семье и продолжении рода и в них (т. е. в его мечтах о будущем) его отпрыск проходит тот же бесславный путь, что и папочка, то ситуация ничуть не измениться до тех пор пока вертится наш большой и хорошо заведенный кем-то апельсин, то Кубрик дает зрителю самому для себя решить подобный вопрос, оставляя финал, хоть и безрадостным, но все же открытым. В итоге фильм приобретает тысячи, а может и миллионы (число это равно числу вдумчиво смотревших фильм зрителей) альтернативных концовок. Удачно поставленное автором многоточие, не признак ли, если и не гениальности, то хорошего осмысления проблемы?

    Заводной апельсин. Услышав эту фразу я вспоминаю книжного коротышку-Алекса с незабываемой ухмылкой Малкольма Макдауэлла, англо-русский сленг, придуманный писателем и одинаково непривычно звучащего для уха, воспринимающего как английскую, так и русскую речь, любительский и слегка пафосный одноголосый перевод, музыку бессмертного Людвиг Ван Бетховена, так органично вписавшуюся в знаменитую антиутопию и, конечно же, я обязательно вспомню творческий гений одного из лучших режиссеров ХХ века, имя которому Стэнли Кубрик.

    18 октября 2008 | 23:43

    Вряд ли кто-то другой смог бы снять этот фильм. Только Стэнли Кубрик и его мастерство психологических фильмов. Кто еще смог бы заставить зрителя так сопереживать такому герою фильма?

    С первых минут просмотра кажется, что в нем все очень странно и неестественно. Все. Окружающая обстановка, разговоры, одежда. Каждая мелочь. Но это дает возможность понять главное, что хотел показать режиссер. Странно, что многие люди просто не видят сути фильма, а обращают внимание только на его внешнюю оболочку. Но и эти, на первый взгляд абсурдные, детали играют огромную роль в происходящем. Они строят полноценный образ персонажей и предают им выразительности.

    Главный герой фильма является воистину сильным персонажем. Помимо жестокости и моральной разложенности, он сочетает в себе талант выдающегося лидера, что неоднократно доказывал своей своре. Он доставил много страданий другим людям, но во время фильма невольно встаешь на его сторону. Ужасными становятся не его действия, а то, что с ним сделало общество. Это и правительство, которое своеобразными методами пыталось изменить его, это и те, кто окружал героя раньше.

    Вот так в фильме раскрываются две темы. Это отвратительные поступки отдельных людей в отношении остальных и не менее ужасное поведение всего общества в отношении одного человека. Если приглядеться, то и в наше время, с привычным порядком вещей все происходит, как в фильме. «Заводной апельсин» гораздо реальнее, чем кажется.

    10 из 10

    21 октября 2010 | 21:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 481 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    9 мая в прокат вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», в котором юные студентки колледжа сначала весьма нестандартным путем добывают деньги себе на каникулы, а потом уходят в окончательный и бесповоротный отрыв. КиноПоиск вспоминает самых неудержимых подростков-бунтарей в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To36 111 775
    2.Город героевBig Hero 634 662 707
    3.ИнтерстелларInterstellar28 307 626
    4.За кулисамиBeyond the Lights6 200 284
    5.ИсчезнувшаяGone Girl4 561 432
    14.11 — 16.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИнтерстелларInterstellar275 234 928
    2.Уиджи: Доска ДьяволаOuija76 297 597
    3.Город героевBig Hero 660 307 547
    4.День дурака49 517 201
    5.С любовью, РозиLove, Rosie20 889 561
    13.11 — 16.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 192 299776 065
    Деньги573 686 868 руб.169 269 999
    Цена билета261,68 руб.11,39
    13.11 — 16.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    5.1+1Intouchables8.893
    6.Список ШиндлераSchindler's List8.893
    7.Король ЛевThe Lion King8.782
    8.ЛеонLéon8.779
    9.НачалоInception8.777
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.69%
    17.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok93.53%
    18.Земля будущегоTomorrowland93.49%
    19.Зловещая шестеркаThe Sinister Six93.48%
    20.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.23%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 128
    С любовью, РозиLove, Rosie12
    ИнтерстелларInterstellar272
    Махни крыломYellowbird2
    ЯростьFury80
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.908
    ИнтерстелларInterstellar8.993
    Город героевBig Hero 68.327
    День дурака4.733
    Уиджи: Доска ДьяволаOuija4.677
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    премьеры