всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
Смотрите на ТВ:
Понедельник, 6 июня в 03:05 на канале «ТНТ»
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • На прилавке музыкального магазина, на 26 минуте фильма виден девятый студийный альбом группы The Beatles «Magical Mystery Tour».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • еще 15 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3620 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    К своему стыду узнала про этот фильм случайно, почему-то обнаружив его в списке «самых противных фильмов». Прочитала аннотацию и решила посмотреть.

    Фильм произвел впечатление странное, страшное и, одновременно, радостное. Кубрику удалось воспроизвести то, что давно сидело у меня в голове. То, что нашего мира без насилия нет и быть не может. Что насилие не просто то, что рождается в ответ на насилие, а именно неотъемлемая и абсолютная часть нашей жизни.

    Сюрреалистическая обстановка фильма, наверное, единственно возможная для полного воспроизведения всей сюрреалистичности, и, одновременно, реалистичности сюжета.

    После включения каким-то статистом данного фильма в список «самых противных» я ожидала от картинки чего-то отталкивающего, страшного, мерзкого в духе последних «Пил», но к моей великой радости (как человека не очень приветствующего реализм) сцен крови, расчлененки и прочей мерзости в нем нет. Он поражает не этим. Он поражает до ужаса правдоподобной иллюстрацией нашей настоящей жизни. Сцена с Алексом в смирительной рубашке, с распорками в глазах и каплями на высыхающие глазные яблоки поражает больше, чем избиение бомжа и изнасилование красной дамочки в доме, с многозначительным указанием «HOME».

    Честно говоря, я смотрела и ждала, когда же он избавиться, наконец, от своей тошноты и наподдаст им всем хорошенько. Больше симпатии вызывает главный герой, чем жертвы его «ультра-насилия» ради удовольствия. Потому что его насилие — это его выбор, его сущность, а насилие, исходящее от других людей — следствие иных эмоций, которые породил не столько он, сколько их собственные тараканы.

    Человек, ставший и инвалидом в результате развлечения его банды, мог просто выбросить умирающего Алекса за дверь, но он предпочел более изощренную и садистскую казнь. Родители, ранее даже не поинтересовавшиеся тем, почему их сын уже неделю не ходит в школу, отказались его принимать по причине тех поступков, которые он совершил, будучи рядом с ними. И, почему-то, сделали выбор в пользу своего квартиранта, оставив родного и единственного сына умирать на улице.

    И можно сколько угодно говорить, что он сам виноват и должен понести наказание за те страдания, что причинил другим людям. Эти страдания не должны исходить от других. Эти страдания должны исходить от осознания вины самим насильником. И это описал еще Достоевский в своем «Преступлении и наказании». Если другие люди отвечают насилием, то чем они отличаются от самого Алекса?…

    Именно поэтому считаю кульминацией фильма сцену с демонстрацией изменения главного героя, когда он лижет ботинок и от прикосновения к женской груди начинает блевать, но не эти моменты, а тот, когда к нему подходит священник и начинает говорить про свободу воли. Про выбор самого Алекса. Что он не хочет такой судьбы и, значит, никогда с ней не смириться. От того и такой конец.

    Радость от просмотра фильма вызвало именно то, что герой вернулся. Вернулся к себе. Потому что вызывал он искреннюю симпатию. По крайней мере именно у меня.

    Отдельно хочу отметить игру МакДауэлла, которая выше всяких похвал. Я его заметила еще в Тинто Брассовском Каллигуле, но после этого фильма я преклоняю голову (говорю об очередности фильмов, в которой я их посмотрела). Сложная, противоречивая, по-своему отвратительная и, одновременно, привлекательная роль. Сыграть такое под силу далеко не всем актерам. А Кубрику отдельный респект, пусть и запоздалый, за удивительно точную и доходчивую передачу двойственности и неоднозначности нашего мира. Пусть и путем наряжания старых дам в латексные сапоги, фиолетовые парики и белые колготки со швами.

    24 сентября 2011 | 00:41

    А книга-то была хорошая. Тяжелая, страшная, но хорошая.

    А потом пришел Кубрик и устроил из этой книги какой-то фарс, цирк с конями, парад искусственных гениталий и прочих пластиковых декораций.

    Ну, может быть, в те годы это было как-то ново и смело. Я тоже против цензуры в искусстве, но еще более я против намеренных антицензурных «взбрыков», единственная цель которых — всех поразить своим презрением к ханжеству. В какой-то мере это то же ханжество, только со знаком «минус». Мол, вот я какой смелый, я вам покажу пластиковый член во весь экран, а вы и не скажете ничего, ибо сие высокое искусство есть. Честное слово, детский сад.

    Собственно, в этом фильме все очень натужно и довольно скучно. Алекс, который в книге был все-таки еще юнцом, тут — взрослый уже детина, и это очень видно. Не умеет Кубрик делать достоверных подростков из взрослых актеров, это еще и по «Лолите» понятно было. Алекс и его банда, рассекая в необычном прикиде, совершают разные злодеяния так, словно точно знают, что за ними следит камера. А делать из сцены группового изнасилования какой-то балет — просто гадко.

    Стилисту фильма, если был такой, систематически отказывало чувство меры. Мы уже поняли, что в этом альтернативном будущем в моде грубый натурализм и животный секс. Вся эта мишура из порнографических безделушек забивала видеоряд. Я даже подозреваю, что с ее помощью режиссер пытался отвлечь нас от посредственной актерской игры. Вот оператор иногда срабатывал довольно красиво.

    То, что идею Берджеса Кубрик решил не соблюдать — это даже ладно, режиссерское видение. Но насилие в человеческой природе, ценность и самоценность свободы воли — темы слишком глобальные, чтобы к ним подходить так… несерьезно. Да, несерьезно. Масштаб проблематики не соответствует рамкам фильма. Недопрочувствовал, недоработал, заменил искренность асбстрактным мудрствованием и эпатажем. Вышло кисло.

    Зря.

    2 ноября 2010 | 22:48

    Жестокость индивида против жестокости общества.

    Сразу скажу, отношение к фильму у меня неоднозначное. Еще задолго до просмотра я прочитала книну Энтони Берджесса «Заводной апельсин», и она произвела на меня глубокое впечатление, став одной из самых любимых. Фильм же я посмотрела позже, и впечатления от него совершенно другие. Но обо всем по порядку.

    Берджесс.

    Книга является своеобразной исповедью-рассказом Алекса, очень умного для своих 16 лет подростка, большого любителя Бетховена, молока+ и ультранасилия. Она словно написана его словами, стремительно, хаотично, с использованием оригинального сленга Надсата, включающего русские слова. Она демонстрирует в полной мере все его преступления до принудительного излечения и ответное насилие, которое совершают над ним его же жертвы после тюрьмы. Но главное отличие книги состоит в ее финале, в котором мы видим единственный способ его излечения. Только он сам мог изменить себя, решив создавать, а не разрушать.

    Кубрик.

    Фильм, безусловно, очень хорош. Но я не увидела в нем той сатиры, того печального посыла, который заключался в книге. Фильм Кубрика-необыкновенно стильная черная комедия, которая воспевает поп-арт от насилия. Кислотные цвета и музыка представляют нам немного другой образ Алекса. Но игра Малькольма Макдауэлла выше всяких похвал. Идеальная харизма, яркий образ и жестокая кривая улыбка, не сочетающаяся с ангельской внешностью.

    В общем и целом могу сказать, что книга и фильм превосходно дополняют друг друга, и нельзя знакомиться только с одним из этих двух произведений. Только вместе они создают полный и яркий образ антиутопического будущего, где жестокость, проявленная правительством будет так чудовищна, что заставит на сострадать дьяволу во плоти.

    Книга: 10 из 10

    Фильм: 8 из 10 

    (за отсутствие финала)

    2 июля 2011 | 14:11

    Стенли Кубрик. Какие ассоциации вызывает у нас это имя? Арт-Хаус, гротеск, сюрреализм, фарс. Это только первое, что приходит в голову.

    Заводной апельсин, это фильм снятый в «золотой век» Кубрика.

    Фильм рассказывает нам об Алексе, британском подростке, проповедующем идеи ультранасилия.

    Вечерами он со своими друзьями сидит в молочном баре Korova, пьёт «молоко с ножами», и избивает, убивает и насилует других людей просто для удовольствия. Алекс очень любит музыку и ассоциируя её с насилием, считает насилие, своего рода, искусством.

    Его можно назвать прото-версией Тайлера Дёрдона. Точно так же отвергая все постулаты материальных ценностей.

    Картина начинается с того, как Алекс со своими друзьями решают пойти «на дело». Они вламываются в дом некого писателя, жену которого насилуют, а его жестоко избивают. Это может быть метафорой, намёком на роман 451 градус по Фаренгейту Рея Бредбери. Избивая писателя, Алекс уничтожает культуру внутри себя.

    Единственный вид творчества, который он воспринимает, это музыка. И конфликт на её фоне приводит Алекса к ссоре со своими друзьями. Он ударяет одного из них, когда тот помешал девушке в баре петь. В результате чего, его друзья плетут заговор против него, и Алекс оказывается в тюрьме.

    Где его, как и всех заключенных пытаются исправить и сделать хорошими с помощью религии. Алекс не понимает этого, так согласно его мировоззрению, люди хотят сделать его хорошим, потому что они сами хорошие, и не хотят, чтоб кто-то отличался от них — хороших. Они интересуются, почему человек плохой, но почему человек хороший — не интересуются. Они хотят, чтоб все были хорошими. Чтоб не имели права выбора.

    Через культуру, религию, общество пытается навязать Алексу миролюбие. Они не понимают, что всё это тщетно, потому что именно музыка мотивирует Алекса на совершение преступлений.

    После, Алекс разрешает опробовать на себе новый метод «лечения» заключённых, так называемый «метод Людовика». Суть которого заключается в том, что человек прошедший через это лечение, физически не способен причинить кому-либо боль, так как он чувствует ужасную слабость, страх и тошноту, когда только думает о насилии.

    Алекс соглашается на это, потому что после лечения его выпустят из тюрьмы. Лечение длиться только 2 недели. И Алекс решает, что это намного лучше, чем сидеть в тюрьме еще добрый десяток лет.

    Но во время лечения, Алекс с ужасом осознаёт, что он действительно не может совершать преступления. Потому что сама мысль о насилии причиняет ему физическую боль. Кроме того, столь любимая Алексом музыка так же становится для него источником диких страданий.

    И здесь задаётся главный вопрос всего фильма — действительно ли лечение сделает человека добрым? Ведь добро исходит изнутри. Добро надо избрать. Лишившись возможности выбора, человек перестают быть человеком. Может быть, человек выбравший зло, чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?

    Когда Алекс выходит из тюрьмы, за ним приходит отмщение. Все, кому он причинял боль, причиняют боль ему.

    Алекс принадлежит к новой субкультуре. Их язык, это жаргон nadtsatyh, представляет собой английский, в котором некоторые слова заменены русскими. Так девочка превратилась в kisa, парень в patsan, рука в ruker, глаза в glazzja, ограбление в krasting, удар в tolcheck. Эти слова очень выделяются на фоне английского, когда смотришь фильм в оригинале. Как сказал доктор Бродский, это результат славянской пропаганды.

    Автор романа, по которому был снят фильм — Энтони Бёрджесс, посетил СССР в 1961 году, где много общался со «стилягами». Поэтому, русский был выбран как основа, жаргонного языка для английской молодёжи.

    Это был очень грамотный шаг со стороны Бёрджесса. Поскольку роман был написан в 1962 году, когда Советский Союз был на пике своего могущества. Тогда еще стоял вопрос, чья же идеологическая машина сильнее. Советская — коммунистическая, либо Западная, проповедующая идеи капитализма.

    Возможно, Бёрджесс не догадывался об этом, когда он писал роман, но он предсказал будущее. Смотря на его роман сквозь время, мы понимаем, что всё произошло именно так, как он и предсказывал, только не западные страны стали подражать социалистическим государствам, а наоборот.

    Все эти «пати», «луки», «маст си» и прочие западные выражения, проникшие в русский язык очень похожи на язык nadtsatyh.

    Кроме того, в книге Алекс вскользь упомянул о законе, согласно которому, каждый взрослый человек должен работать. А как мы помним, тунеядство преследовалось только в странах соцлагеря.

    Из всех этих мелких деталей складывается одно общее умозаключение. В мире Алекса социалистическая идеологическая машина победила. Здесь можно искать и корень зла. Который очень тускло просвечивался в книге, и тем более в фильме, но мы можем понять, откуда растут ноги ультранасилия, обернувшись на совсем не давние события, произошедшие в России. Потеря инициативы, разочарование в идеологии, подмена понятий, вследствие чего глубокий культурный и духовный упадок, приведший к многочисленным конфликтам на Кавказе и в средней Азии в девяностых. Геноцид славянского населения в Чечне приведший к гражданской войне, не это ли является ультранасилием?

    Алекс считал свою точку зрения единственной верной. Когда Тем спросил у него глядя на звёзды, есть ли жизнь где-нибудь еще? Алекс ответил, что скорей всего там тоже есть жизнь, такая же, как здесь: одни режут, а другие подставляют брюхо под нож. Это говорит нам о том, что в мировоззрении Алекса насилие было естественным и нормальным явлением в любом обществе.

    И насилие было не способом заработать денег, или выжить. Оно было самоцелью. Процесс ради процесса. Они грабили первую лавку, чтоб дать денег старым ptitsam, которые бы прикрыли их во время второго ограбления.

    В доме старой кошатницы, когда Алекс увидел изображение Христа, он описал его как «бородатый святой vek, весь нагой, висящий на кресте».

    Алекс представлял себя Понтием Пилатом, когда читал Библию, его возбуждали мысли о том, как он порет Иисуса розгами, когда тот несет крест на Голгофу.

    Автор книги Бёрджесс, являясь человеком религиозным, всеми силами хотел показать Алекса, как абсолютное зло, тем не менее, ассоциируя себя с ним.

    Тем самым подчёркивая дуализм происходящего.

    Кубрик же, поставил во главу угла художественную, артовую сторону фильма, сместив на второй план смысловую составляющую, уделив ей меньше внимания, чем в книге.

    Заводной апельсин — это художественное повествование. Где арт стоит на первом месте (в хорошем смысле этого слова, в плохом см. Мстители), что однако не мешает ему быть очень умным и глубоким фильмом. Не таким глубоким, как книга, по которой он был снят, к сожалению.

    27 ноября 2013 | 06:03

    «С широко закрытыми глазами» — первый фильм Кубрика, который мне удалось посмотреть. И он произвёл на меня отвратительное впечатление. Именно поэтому Кубрик стал для меня тем, чьи фильмы лучше не смотреть, и просмотр «Заводного апельсина» откладывался долгими месяцами.

    Однако, «Заводной апельсин» меня поразил. Я ожидала всего: кровь, насилие, эротику (и всё это там было), — но всё же нашлось там то, чего я никак не могла ожидать. За всей этой смешной и страшной историей скрывается душераздирающая боль. Что меня могло так напугать в этом, на первый взгляд, совсем обыкновенном фильме про жестокость? Бесстрашный герой, которому на самом деле есть чего боятся? А ему ведь всего лишь нужна была любящая семья… А может меня так напугало насилие, которого в фильме не так уж и много, но которое прокрадывается в душу в поисках слабых мест? Может меня напугала вся эта правда, которую раскрывает Кубрик? Людям свойственно боятся правды. И герои этого фильма тоже люди.

    Кто-то увидит в этом фильме счастливый конец, т. к. «зло» за свои злые поступки получает по заслугам. Кто-то увидит вовсе не хэппи энд, а мрачный финал несчастного парня, которого изрядно помучила жизнь.

    Несказанно порадовала неповторимая музыка Бетховена, которую хочется слушать и слушать. Кстати, Бетховен как нельзя лучше подходит для саундтрека к «Заводному апельсину». Что-то в нём есть такое, что связывает его с главным героем этого удивительного фильма — Алексом. Прекраснейшие бетховенские сонаты — это лучшее, что можно было подобрать для такого сильного, чрезвычайно жестокого, но правдивого фильма.

    Хочется, конечно же, сказать про великолепно сыгравшего Малкольма МакДауэлла. Какая же неземная харизма спрятана в этом человеке! Сколько шарма, сколько чувств, сколько эмоций! Таких харизматичных актёров, способных ТАК сыграть, днём с огнём не найти! Алекс в его исполнении моментально запал мне в душу. Бесспорно, Малкольм невероятно талантливый актёр, который, как мне кажется, способен сыграть любую роль.

    В итоге, я очень рада, что добралась-таки до этого, без преувеличений говорю, шедевра. Теперь «Заводной апельсин» входит в список моих любимых фильмов, а со Стэнли Кубриком начну, пожалуй, знакомится поближе.

    10 из 10

    25 февраля 2011 | 02:07

    Рецензия написана неделю спустя после просмотра фильма, все это время я думала.
    По-началу фильм показался мне неимоверно гадким и противным, грязным, не несущим никакого смысла, но сейчас я другого мнения. Для меня этот фильм просто пестрит эпизодами, оголяющими правду.
    1. Молоко и классическая музыка. Первое — сама невинность, молоко пьют маленькие дети, это символ хороших, правильных мыслей, без насилия. Во взрослой жизни молоком является символом «безгрешности» в противопоставлении другим алкогольным напиткам. В фильме братцы пьют именно молоко. Как обычно думают: «напился и пошел хулиганить». Нет, молоком нельзя напиться, оно не замутняет рассудок, не делает море по коленое, что так необходимо малолетним преступникам. Братцы пьют его так как вино высшего сорта — со смаком, в приятной для них обстановке. Мораль — не обязательно 14-летним братцам напиться, чтобы устроить насилие.

    Бетховен. Опять же. Всегда считалось, что человек слушающий классическую музыку являет собой образец культурности, высоких идеалов и чистых стремлений, что такой человек не способен к насилию, так как чистая музыка просто не позволяет клеткам мозга такого культурного человека совершать насилие. Но опять вам опровержение! Главный герой — психически глубоко больной человек, получающий удовлетворение от насилия, от унижения более слабого. И он заслушивается прямо-таки симфониями Бетховена, в них он находит вдохновение на совершении новых подлостей и насилия. Мораль — классическая музыка не всегда уберегает ваши клетки музыки от преступления.

    2. «Куда катится мир, если молодежь не уважает старших?»- так спрашивает бомж на улице. Один вопрос. А он, когда был 20-летним или еще моложе, уважал старших? Ответ один — НЕТ. Большинство людей, за малым исключение, в полном рассвете сил и энергии не обращают внимания на пожилых. Потому что один вид на этих людей напоминает им о смерти, немощности, старости. И естественно когда молодежь становится стариками, они сразу же начинают спрашивать у всех, а в первую очередь у себя: «Почему нет уважения?» Принцип таков: не плюй в колодец — испить придется.

    3. Рожденный ползать, летать не сможет. Сама мысль о перевоспитании психически больного человека показалась мне смешной до коликов в животе. Это как перекрасить негра в белый цвет, а китайца растянуть до 2 метров. Главный герой — пациент психиатрической больницы до конца своих дней. Почему? Он ведь такой бедный, такой хороший, это окружение виновато, скажите вы. Да, может окружение и виновато, но в этом человеке никогда не проснется раскаяние за содеянное, потому что он получает удовлетворение, насилуя, убивая, уничтожая, разбивая, разрушая, унижая. Самое страшное — он видит себя в роли палача Иисуса, это, наверное, самый показательный эпизод глубины падения Алекса. Воспаленное воображение купается в море радости, представляя, как он опускает плеть на спину человека. После этого эпизода все то малое сочувствие и сожаление, присутствовавшее до этого, исчезает и больше не возвращается.

    4. Подонки — полицейские. Вот здесь сценарист хорошо придумал, замечательно, скажу я вам. Сначала эти братцы были малолетними преступниками, по которым тюрьма плакала горькими слезами. А через пару лет эти преступники сами начинают ловить преступников и следить за порядком. Вот то место, где можно смело объявить, что мир перевернулся. Люди, приносившее насилие, теперь наказывают за насилие, сами не будучи никак не наказаны. Меня эта мысль очень заинтересовала.

    5. Что хотела, то и получила. Очередной тонкий намек на глубокую философию в лице бабули-гимнастки. Орудие убийство в данном случае крайне занимательное — генитальное творение современного искусства, за сохранность которого так трясется «молодящаяся» старушка. Принцип: чего ждешь, того и получаешь. На стенах этой женщины весит с десяток порнографических и эротических картинок (даже извращенного главного героя такая подборка искусства изумляет и возбуждает его больной мозг). На самом деле бабуля буквально сама притягивает к себе смерть «скульптурными гениталиями». Замечательное напоминание режиссера, что чем окружишь себя в жизни, то и получишь.

    6. Родители. Ничего ужасного в том, что они находят квартиранта нет. Эти люди потеряли своего сына — как физически, так и эмоционально. Они принимают в дом другого сына и играют семейную идиллию. И ведь получалось у них. Тот парень нашел этих людей замечательными. Мораль — зачастую люди не видят, что у них под носом есть все, что им нужно, они ищут это в чужих людях, чужих местах, кто-то находит, кто-то-нет.

    Мой вердикт фильму 6 из 10 за подборку таких замечательных тонких эпизодов, открывающих истинное лицо правды. Игра МакДауэлла меня порадовала, хотя персонаж его останется в моей памяти, как самый гадкий и противный. И огромный плюс стилистам и декораторам, такие сочные цвета, такие необычные предметы интерьера заслуживают особого упоминания о них.

    6 из 10

    5 августа 2009 | 17:30

    When people run in circles its a very very
    Mad world, mad world
    Enlarging your world
    Mad world © Gary Jules

    Потрясающая работа: режиссура, сценарий, игра актёров и несомненно музыка, которую Кубрик использует в своих фильмах, как визитную карточку.

    Этот фильм поймёт далеко не каждый, уж тем более не каждый сможет «осилить» его и осознать, не мудрено, атмосфера фильма затягивает в невероятную бездну насилия, крови, жестокости, возмездия и порой всё это доходит до полного абсурда.

    Моё мнение, по поводу всего происходящего на данном экране, очень субъективно, как и многие мнения многих авторов рецензий.

    В картине изображено, якобы, небольшое будущее и я считаю, что это очень правильный ход автора. Стоит взглянуть на наш сегодняшний мир и ты сразу поймёшь, что хотел передать автор «Заводного апельсина» Энтони Бёрджесс, а Кубрик, в свою очередь, умело изобразить во впечатляющих образах.

    Главный герой картины Алекс — тинейджер, воплощение подростковой агрессии и бунтарства. Он стимулирует свою агрессию наркотиками и прослушиванием музыки Бетховена. Алекс неисправим, его смешат попытки окружающих и государства сделать его законопослушным и управляемым. А вот тут, drugi moi, я задумалась об этом пресловутом государстве, нет, я не буду разводить тут политические дебаты, ибо это всякий раз чревато, но всё же упрекну «наше правительство» в очередном бездействии, этот фильм стал для меня аллегорией нынешней ситуации, в которой «честные» сидят за решёткой либо гонимые, а «убийцы» безрассудно уничтожают всё живое и естественно даже пальцем не тронуты.

    Что бы произвести очередное впечатление законопослушности, государство сделало попытку утихомирить очередного преступника (Алекса), но к сожалению, ничего у «него» не вышло т. к. поздно что либо менять в жестоких сердцах и бездушных телах.

    Алекс, возможно, и поменялся бы, да увы, не суждено, ведь других-то «не излечили» В этом мире НЕТ прощению и ДА презрению, кровной мести, жестокости:

    «Теперь старость измывалась над молодостью, а я не осмеливался ничего делать, братцы мои, потому что лучше быть избитым, чем чувствовать ужасный приступ тошноты.»

    Фильм, несомненно заслуживает быть «культовым», не стоит судить его по самоотверженных отзывах, кричащих о том, что это «Зло, как таковое». Здесь нужно «копать глубже», намного глубже… В безумном мире, нет места «здоровым» людям, которых излечили от безумства.

    Стенли Кубрику огромнейшее спасибо за проделанный труд, который по истине заслуживает внимания!

    15 июля 2011 | 23:11

    Если задаться вопросом перечислить все темы и мотивы, затронутые в этой картине Стэнли Кубриком намеренно и подспудно, получится длиннющий перечень, почти прайс-лист. Здесь вам и возможность переустроить мир силой научной мысли, и противостояние личность-общество, и сущность запретов и морали в современном мире. В начале фильма «Заводной апельсин» маскируется под социально-заостренную картину (отбившиеся от рук подростки), а во второй половине — под философско-аллегорическую (сюжетная схема расплаты за грехи).

    Все это хорошо, но вот найти точку пересечения всего спектра штрихов непросто. Хотя нужно, иначе идейная разноголосица превращается в аляповатость. И вдобавок для полноты картины хорошо бы ко всему этому привязать название «Заводной апельсин».

    Признаться, у меня это сначала не получалось. Поэтому впечатление от просмотренного долгое время было сумбурным и комковатым, как растворимая каша, не размешанная до конца. Затем версия в голове вроде бы выстроилась, но годна она лишь постольку, поскольку выстроилась на безрыбье. Насчет того, что я проник во все темные углы мысли Берджесса и Кубрика не обольщаюсь и на истину в последней инстанции не претендую.

    Как мне кажется, эту точку пересечения следует искать в манере повествования, которая очень близка к сказовой. Рассказчик, хоть и главный герой, описывает происходящее слегка лениво, равнодушно и иронически-отстраненно. Благодаря этому фильм с весьма тяжелым событийным рядом не становится психологической драмой (судьба Алекса, как ни крути, слезу не вышибает), чего можно достичь только за счет полного погружения в происходящее, а скорее близок к гротеску и карнавалу.

    Цель карнавала ясна, как Божий день: показать три кита, на которых стоит общество — жестокость, жажда власти и похоть. Киты, как видите, взаимосвязаны. Человек же в этом бесконечном круговороте вращается, как заводной апельсин, и не имеет ни малейшей возможности вырваться: либо ты насильник, либо жертва.

    Во многом это впечатление создается благодаря музыке Бетховена, звучащей с первых и до последних кадров «Апельсина» (блестящее решение!). На фоне 9-й симфонии изнасилование и гадкое убийство выглядят абсурдно, но в то же время масштабно, становясь эпическими и даже архетипическими ситуациями.

    Отдельно отмечу исполнителя главной роли Малкольма МакДауэлла. Это гений! Он создал три абсолютно непохожих образа: в начале фильма — самоуверенный негодяй, в середине — страдалец, а в конце… а в конце он стал просто никем. Пустышкой. Растением. И изображено это впечатляюще.

    Ну и, разумеется, снято чертовски талантливо. Кубрик же, как-никак. Ни одна секунда действа не выпадает, каждая — выглядит на редкость подточенной и причесанной. Не люблю штампы вроде «два часа — на одном дыхании», но, сколько бы дыханий вы ни произвели, лично у меня, несмотря на всю неоднозначность содержания и моральных акцентов «Апельсина», рука не поднимется поставить ему меньше

    8 из 10

    28 сентября 2011 | 13:22

    Что фильм, что книга Заводной апельсин даже сейчас способны произвести очень сильное впечатление. Даже не представляю как на них реагировали люди в момент выхода. Сейчас то мы уже давно привыкли к насилию на экране, и то некоторые сцены по прежнему смотрятся жёстко. Но дело не только в кадрах насилия или секса, вовсе нет, Заводной апельсин покушается на сами устои общества.

    Вед по сути, кто такой Алекс? Просто жестокий и никого не боящийся подросток, но вместе с тем он выглядит закономерным ребёнком общества воспитавшего его. Его родители не обращают на него внимания, инспектора беспокоит только отчётность, а правительство не обращает внимания на уличные банды, пока не становится слишком поздно. По моему мнению Малкольм МакДауэлл шикарно передал образ умного, образованного, но в то же время чрезвычайно жестоко парня.

    Но и само общество тоже не выглядит правым, даже если отбросить само антигуманное лечение, то всплывает немало странностей. Тут и отказ родителей от воспитания сына, и устройство в полицию бывших преступников. И главное невероятный уровень мстительности. Каждый кому Алекс успел навредить, старается отомстить ему при первой же возможности.

    Что Бёрджес, что Кубрик называли Заводной апельсин произведением о природе насилия и оба они были чертовски правы.

    8 из 10

    15 сентября 2015 | 15:47

    Конечно, в то время большой стеклянный (или из чего он там сделан) член был настолько шокирующим, настолько новаторским, что от экранов невозможно было оторваться. А когда настало время отрываться, ну фильм закончился, то тут же захотелось пойти в какой-нибудь магазин и купить себе такой же, для гордости, для вызова, для бессмысленного подражания. Жажда насилия — вот, что использует Кубрик для затуманивания мозгов своих зрителей.

    Всем известно, что в каждом из нас сидят два типа, два персонажа — Доктор Джекил и Мистер Хайд. Доктор Джекил — душечка, лапочка, любит и готов быть любимым, всегда поможет и спасёт, вообще нормальный человек. А есть Мистер Хайд, для которого насилие является счастьем, смерть — наивысшая точка экстаза, а наглость и трости — средства для ощущения свободы от консервативного и морального мира.

    Кубрик дал людям, чёрствым и сухим людям, погрязшим в доброте и любви, верно исполняющим библейские заповеди, то, что они хотели увидеть, то, что боялись увидеть, о чём боялись сказать. Тебя раздражают бомжи — убей, хочешь секса — сходи и изнасилуй. Нашего «бедного» рассказчика сажают в тюрьму. За что? За убийство какой-то любительницы кошек! Да как она посмела позвонить в полицию! Как она посмела не раздеться перед ним, не впустить его в дом! Это её надо в тюрьму, а не нашего «бедного» рассказчика.

    Переломный момент фильма — разговор священника и этого рассказчика о новом методе лечения. После этого эпизода всё становится скучным, неинтересным, ждёшь финала, конца, а его всё нет, рвёшь на себе волосы, а их тоже нет (выпали от ужасов в начале, и вырвал от той «несправедливости»).

    А потом, все видим, как ему воздаётся за его дела. И жалеем ли мы его? Конечно, как же не пожалеть, бедный убийца, возьми леденец, успокойся и расскажи мамочке, кто тебя обидел. И в итоге, он счастлив, один в самой лучшей палате, самой лучшей больницы, ест с рук министра внутренних дел. Да, ему действительно попало, он столько натерпелся, как же его не пожалеть.

    Глупый, бессмысленный гимн насилию, с желанием спрятаться за политическим разоблачением. Эпопея про юного убийцу, настолько стильного и обособленного, что хочется быть, как он. Ода безнаказанности и тщеславию, сплавленная с комическими образами и молоком. Гадость.

    6 января 2011 | 23:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 129 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    60.НокдаунCinderella Man8.401
    61.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство8.395
    62.ИграThe Game8.392
    63.ОдержимостьWhiplash8.388
    64.Собачье сердце8.383
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.62%
    47.Лига справедливости: Часть 2Justice League Part Two90.49%
    48.Чудо-женщинаWonder Woman90.28%
    49.До встречи с тобойMe Before You90.27%
    50.В поисках ДориFinding Dory90.23%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Ребенок РозмариRosemary's Baby74
    Карточный домикHouse of Cards66
    Desert Command 1
    Китайский кварталChainatawoon5
    ВаркрафтWarcraft46
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.357
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.883
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.575
    Angry Birds в киноAngry Birds6.535
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры