всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • На прилавке музыкального магазина, на 26 минуте фильма виден девятый студийный альбом группы The Beatles «Magical Mystery Tour».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • еще 15 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3582 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    - а мне одно млечко, пожалуйста. Неразбавленное.

    Или ещё — небезызвестное:

    И тебя вылечат… и меня вылечат… (с)

    И на этой подборке цитат, в принципе, данный отзыв можно было бы и закончить. Поскольку «Заводной апельсин» принадлежит к категории тех фильмов, мнение о которых возможно составить только самостоятельно и, скорее, невзирая, чем благодаря… Но посмотреть его надо обязательно. Хотя бы из уважения к гениальному старику Стэнли.

    Лично у меня лента вызвала весьма неоднозначные впечатления. По моему скромному разумению, актёры с поставленными перед ними заданиями справились на «отлично» — следует помнить, что фильм снят в жанре философской антиутопии с изрядной долей черного юмора… А ведь это очень нелегко — создавать образ юного социопата с агрессивными склонностями, но при этом в чём то даже милого и забавного. Или, по крайней мере, вызывающего сочувствие. Например, меня немного растрогал момент, когда Алекс, вернувшись домой после курса лечения, обнаруживает у своих «родителей» нового «сына».

    Но стоит только вглядеться повнимательнее в эти жуткие безумные глаза — и всякая жалость пропадает, а на её место приходит страх. Возможно, даже ужас.

    Фильм, на первый взгляд, повергает нас в атмосферу мрачную, безисходную. В сущности, в очередной раз выдвигается тезис о том, что борьба со злом обречена на поражение. Ибо это зло — часть нашей природы, неотъемлемая часть… С другой стороны, восприятие современного зрителя, должно быть, несколько отличается от того, на которое рассчитывал Кубрик, создавая свое кино. Но всё же я не склонна думать, что режиссёр задавался целью сотворить этакого бескомпромиссного монстра нового века — скорее, в духе ленты чувствуется гротескный пафос какой-то гипертрофированной общечеловеческой трагедии… И одновременно — печальное пророчество, которое вполне уже могло и осуществится — просто мы этого не заметили.

    Понравился ли мне фильм? По-моему, это не тот вопрос, на который следует искать ответ в данном случае. Не та весовая категория, что ли. Да и не может он понравится в прямом смысле. Но если вы решитесь его посмотреть — фильм вам запомнится, это уж точно. Что, согласитесь, само по себе многое говорит.

    За смелость, творческий подход и ощущение горького послевкусия

    10 из 10

    4 февраля 2012 | 00:49

    Выскажусь коротко: пока всякие субкультуры, евреи, негры попадают под гнёт, выродков типа Алекса жалеют. Раскритиковали всех: церковь, родителей, его дружков и власть. А по мне, у каждого человека есть своя голова на плечах.

    А теперь представьте такую ситуацию: вашего любимого человека изнасиловал или убил тот же самый Алекс. Вы по-прежнему будете считать, что во всём виновато общество?

    Вывод: в погоне за моралью, мы оправдали (!) убийцу и насильника. Вот только на вряд ли Бог будет разбираться (если он есть), виноваты тут родители, власть и всё перечисленное выше или нет.

    Фильм культовый. Многие его разобрали по полочкам, остальные обольют его грязью. А третьи просто будут получать удовольствие, не парясь о какой-то морали. И последние будут правы.

    P.S. А вот родителей Алекса отчасти понимаю, но и не оправдываю. Просто им не повезло с сыном.

    16 мая 2009 | 12:09

    Прежде всего следует сказать, что лента Кубрика снятая более 40 лет назад без внушительных, многомиллионных компьютерных спецэффектов и бесконечного обилия женских тел на данный момент выглядит НАмного более впечатляюще тех блокбастеров, что пытаются добиться аналогичного эффекта (а именно зрелищности, драйва, динамики сцен насилия и пр.).

    В первую очередь фильм поражает своей атмосферой, он как будто насильно втягивает вас в свою реальность, гипнотизирует вас (вспомним взгляд Алекса в первой же сцене). Этому также немало поспособствовало музыкальное сопровождение. Известно пристрастие режиссера к использованию классической музыки (Барри Линдон, Космическая Одиссея, Сияние). Но в «Заводном апельсине» как нигде очевидно абсолютное! соответствие картинки и звука. Необходимо отметить, что Девятая симфония Бетховена нещадно используется всеми кому не лень — вы можете услышать ее в рекламе, в боевике, мелодраме, комедии, сериале, любительском видеоклипе к месте и не к месту — ВЕЗДЕ! Потому можно сказать, что оригинал симфонии теряется посреди копий, и отыскать его вновь и вернуть ему его первоначальное значение отнюдь не просто — но Кубрику это удается.

    Во — вторых, идея и вытекающая из нее проблематика фильма действительно значимы. Отметим тот факт, что режиссер не идеализирует человеческую субъективность и не морализирует по поводу нехорошего поведения главного героя. В этом заключается одна из его основных, отличительных черт — объективность, беспристрастность — явленная нам уже в Тропах славы, но здесь особенно резко бросающаяся в глаза. Алекс — молодой человек, откровенный преступник, грабитель, насильник вызывает, благодаря Кубрику, симпатию и сопереживание. Мы в полной мере (конечно, кроме тех, кто уже зачерствел в душе, а таких немало!) вчувствоваемся в персонажа, его проблемы, страдания становятся нам понятны и мы уже не можем определить злодей ли он или злодеи мы (во многом такой эффект достигается благодаря превосходным ораторским качествам, откровенности и дружелюбию главного героя). Но это только одна из проблем, ясно и четко обрисованных в «Заводном апельсине».

    Взаимодействие индивидуума и социума в фильме отличается ярко негативным, противоборствующим характером. В ответ на насильственные, физические нападки со стороны Алекса общество приговаривает его к куда более суровому наказанию — духовной кастрации. ОНО стирает его волю, желание сопротивляться и действовать. (В современном, более развернутом и усовершенствованном виде, такой процесс выглядит как предупреждение всех желании индидуума посредством разработки новых концептов товара и услуг, в итоге приводящей к абсолютной пассивности порабощенного). НО! Алекс становится в, осудившем его обществе резонансной фигурой, которой начинают манипулировать различные политические институты с целью захвата власти. В итоге с него снимаются все обвинения, он выздоравливает, освобождается, очищается и… переходит на службу системе, из которой его совсем недавно изолировали как опасный элемент. Тем не менее, он все же им остается, только теперь уже как «опасный элемент» интегрированный как частица в системе еще более безумного и опасного мира.

    В-третьих, Кубрик превосходно отражает невозможность существования какой-либо правды в мире, где даже добро и зло имеют свойство взаимопроникать и перевоплощаться друг в друга, где основная масса населения — жестокая, пассивная, потребляющая субстанция, принимающая любую информацию за истину, где разрушены семейные ценности и собственного сына хотят заменить «удобным», «комфортным» хорошим мальчиком, где безжалостные преступники становится комиссарами полиции, где индивидуум со всеми своими желаниями, мечтами, грезами превращается в статистическую экономическую единицу с заданными параметрами реакции на внешний стимул. Разве не выглядит на фоне этого непроглядного мрака «злодей» Алекс чуть ли ни святым со своей откровенностью, иронией, эстетизмом?

    Его ошибка только в том, что он открыто заявляет о своей внутренней звериной, природной сущности, присутствующей в КАЖДОМ из нас без исключений! Злодей, любящий Бетховена и, наслаждающийся неумолимой, абсолютной, космической мощью человеческого духа (ведь именно об этом Девятая симфония). Злодей, ведущий себя как злодей и, следовательно, как человек (ведь только человек может быть злодеем), а не как «заводной апельсин». Вспомним Достоевского: «Самый отъявленный подлец может быть совершенно и даже возвышенно честен в душе, в то же время, нисколько не переставая быть подлецом».

    В заключение хотелось бы сказать, что тема «тотального контроля» со стороны общества и цивилизации в целом была поднята и описана довольно давно (и очень хорошо и правдиво) нашими русскими писателями. Отметим, что тогда превращению в «заводных» сопротивлялись активнее, чем сегодня, в подтверждение чего и привожу цитату:

    «… даже в том случае, если человек действительно бы оказался фортепьянной клавишей, если б это доказать ему даже естественными науками и математически, так и тут не образумится, а нарочно напротив что-нибудь сделает, единственно из одной неблагодарности; собственно чтоб настоять на своем. А в том случае, если средств у него не окажется, — выдумает разрушение и хаос, выдумает разные страдания и настоит-таки на своем! Проклятие пустит по свету, а так как проклинать может только один человек (это уж его привилегия, главнейшим образом отличающая его от других животных), так ведь он, пожалуй, одним проклятием достигнет своего, то есть действительно убедится, что он человек, а не фортепьянная клавиша!.. Я верю в это, я отвечаю за это, потому что ведь все дело-то человеческое, кажется, и действительно в том только и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не штифтик!»

    Ф. М. Достоевский 1864г.

    7 февраля 2013 | 22:26

    Думается мне, если бы режиссером этого фильма был не Стэнли Кубрик, а какой-нибудь Джон Смит, не видать ему культового статуса, но обо всем по порядку.

    Во-первых актеры. Я давно не видел такой отвратительной игры, и никак не ожидал увидеть такой провал в столь прославленном фильме. Дружки-братья главного героя вызывают отвращение как своим внешним видом так и своей игрой, а своими манерами навевают ассоциации с гиенами из мультфильма Король-Лев. Главный герой, а заодно и рассказчик, претендует на звание самого омерзительного персонажа за всю историю кинематографа. Наверное только Крис из шедевра Вуди Аллена «Матч-поинт» вызывал у меня подобное отвращение, но, очевидно, Кубрик намеренно сделал своего персонажа таким. Единственный, кто вызывает сочувствие, так это писатель, и то только после первого своего появления на экране. Потому как в сцене, где он понимает кого пустил в свой дом, он начинает дрожать от ненависти, а во взгляде при этом читается такое слабоумие, что я едва не рассмеялся.

    Во-вторых нереальность происходящего на экране. Причем второй недостаток вытекает из первого — так и хочется громко крикнуть: «Не верю!» К тому же поведение многих персонажей абсолютно неестественно — хочется верить, что в этом вина Берджесса, а не Кубрика-сценариста.

    В-третьих главная тема фильма — насилие. Вокруг идеи насилия снято много достойных фильмов, и Заводной Апельсин из них не самый жесткий, и далеко не лучший. Возможно кто-то получит порцию садистского удовольствия от выходок экранных беспредельщиков, но это признак серьезного психического расстройства. Возможно кто-то посочувствует главному герою, но я был абсолютно равнодушен к страданиям этого существа.

    И последняя отличительная черта — отмеченный многими черный юмор. Он мог стать шикарной изюминкой этого фильма, если бы был на высоком уровне, но юмора как такового я здесь не заметил. Заметил сборник шуток из мужского туалета, но они там и уместны, но никак не в серьезном кино.

    В итоге — оригинальная идея перевоспитания человека, но исполнение сильно разочаровало, особенно после прочтения ваших восторженных откликов. Было бы мне лет 14, многие шутки показались бы мне смешными и общее впечатление могло быть лучше, но не сложилось.

    5 из 10

    За саму идею и за саркастичный политический подтекст.

    21 октября 2010 | 23:25

    Прежде чем перейти к «разбору полётов», сразу развею самое главное заблуждение относительно фильма Кубрика. Большинство зрителей наивно полагают, что «Заводной апельсин» — фильм о культе насилия и жестокости среди молодёжи. Забудьте об этом. «Заводной апельсин» — это политическая драма о разрушении базовых общественных институтов.

    В отличие от Бёрджесса, который в своей книге сконцентрировался на описании насилия, Кубрик пошёл гораздо дальше. Он не только показывает следствие (акты насилия), но ищет причины, находит их и, что самое главное, указывает на методы решения общественных проблем.

    Если позволите, я разберу фильм по сценам. Естественно, я беру лишь самые ключевые моменты, без которых невозможно понять суть происходящего. Итак:

    Сцена 1.
    Начальная сцена, в которой банда малолетних преступников зверски избивает бомжа. Кубрик устами старика излагает проблему всего фильма: «Как может быть счастлив мир, в котором дети не уважают родителей и в котором творится столько беззаконий…»

    Это завязка. Кубрик на протяжении всего фильма объясняет — как, почему и в какие моменты дети сворачичвают на скользкую дорожку, почему они вырастают уголовниками, можно ли это предовратить и какую роль играют в озлоблении общества 3 кита современного мира — Церковь, Власть и Пресса.

    Сцена 2.
    Разговор матери и отца главного героя. Важны всего 2 фразы из их диалога:

    - А где он работает по вечерам?
    - Я не знаю…

    Не правда ли, это уже объясняет, почему дети не уважают родителей? Кубрик рекомендует: занимайтесь своими отпрысками; интересуйтесь, где они, с кем, в какой компании; старайтесь показывать детям, что Вам не безразличны их проблемы. И вообще, стоит ли заводить детей, если у Вас нет времени на их воспитание?

    Сцена 3.
    Лицемерие Церкви. В тюремном зале священник читает заключённым страшную проповедь об адских муках и страданиях, ожидающих грешников после смерти. Его проповедь не слушают, после чего священник начинает петь.

    Смысл: как можно угрожать «геенной огненной» тем людям, которые и так живут в аду, да ещё и рассчитывать при этом, что они встанут на путь истинный и будут милосердными?! Какие чувства можно пробудить этим бредом в людях, кроме чувства отвращения?

    Кубрик ещё и то хотел сказать, что служители Церкви сами увлеклись формой своей религии и не видят её содержания. Разве смысл христианства в рае и в аде, в муках после смерти и вечной жизни? Нет! Смысл в вере, любви и сострадании, и именно эти принципы Церковь должна доносить до своей паствы, и именно такой проповедью пробуждать в заблудших душах светлые чувства.

    Сцена 4.
    Всего одна фраза: «Когда человек не имеет возможности ВЫБИРАТЬ, он перестаёт быть человеком» (и превращается в животное, орудие убийства, бездушную машину, послушного зомби и т. п.).

    Здесь я не буду ничего пояснять — просто оглянитесь вокруг, посмотрите на сводки новостей, политику государства; поймите, ради чего Вы работаете, живёте в семье и т. д. Никаких тенденций не замечаете?

    Сцена 5.
    Герой возвращается в свою семью из тюрьмы, не предупредив родителей. Ему не рады — в доме новый квартирант, который заплатил за месяц вперёд и который стал старикам «почти как родной». Герой вынужден уйти из дома и пойти куда глаза глядят.

    Суть: эта история — полный антоним библейской притчи о блудном сыне. У Кубрика родители выгоняют своего сына из-за денег и мещанской мечты о спокойствии. Классический образчик лицемерия.

    И последнее. Обратите внимание на то, с какими словами герой Макдауэлла весь фильм обращается к зрителям — «Братцы вы мои…» Неужели Вы не слышите горького сарказма Кубрика? Ведь это слово «братцы» означает как раз то, что мы ВСЕ — лицемеры, лжецы и бессовестные ханжи. В мире творится столько зла — а Вы пошевелили хоть пальцем, чтобы его стало меньше? Ведь в тот самый момент, когда Вы читаете эти строки и тратите свои деньги на Интернет, в какой-нибудь Африке умирает от голода нищий и больной ребёнок. На эти деньги Вы могли бы купить ему кусок хлеба и спасти его от гибели. Но Вы этого не делаете и, увы, не сделаете. И знаете, почему? Смотрите Кубрика — он знает…

    10 из 10.

    30 июля 2006 | 18:48

    Картины режиссера Стэнли Кубрика это далеко не раритетный продукт, его работы я бы назвал фильмами будущего. И данное определение связано не столько с философией режиссера в своих фильмах, столько с доскональной на то время, и актуальной сегодня технической стороной лент. Это касается также футуристического видения декораций, желание напичкать свою картину новейшими технологиями в кадре бытовой техники, фешенебельными автомобилями.

    Больше сорока лет прошло с момента выхода картины «Заводной апельсин», и причин, чтобы считать данную ленту шедевром ровно столько, сколько есть и для обратного утверждения, что этот фильм далеко не шедевр. Стэнли Кубрик, в первую очередь, снял противоречивую картину, которая плюет в глаза всем категориям зрителя и которая не пытается понравиться одной из них.

    «Заводной апельсин» — это фильм обо всем плохом: в нем плохой главный герой, бесчинствующих на улицах, ведь он — убийца и насильник; в нем плохие родители, которые сложив руки, не смогли достучаться к сыну; в нем плохие государство, в котором процесс воспитания личности оказывается провальным; в нем, собственно, плохое общество, которое став жертвой такого рецидивиста становиться отнюдь не лучше него.

    Возможно таким фильмом, что в тогда сорок лет назад, что сейчас, зритель свой досуг разве что только разнообразит, но к развлекательному направлению его не отнесешь. У Стэнли Кубрика получилось в свое время если не продиктовать моду и направление мирового кинематографа, то серьезно взбудоражить и встряхнуть публику своим язвительным и циничным фильмом.

    7 из 10

    30 ноября 2012 | 00:44

    Наконец-то я по-человечески, в спокойной обстановке, полностью от начала до конца посмотрела тот самый «A Clockwork Orange»! И вот только после этого я могу точно сформулировать, чем же меня 4 года назад так тронула «Цельнометаллическая оболочка» (логика правит миром). Кубрик и там, и там показывает нам «сюрреалистическую ситуацию, представляя её на реалистичной основе», что само по себе смотрится просто сногсшибающе и не может оставить равнодушным. Но больше всего цепляет то, как четко, ясно и легко режиссер обозначивает проблемы, которым собственно и посвящена сама картина, как он показывает эти самые проблемы со всех сторон, изображает типичные предпринимаемые обществом для их решения меры (и то, почему эти меры не действенны) и, самое главное, как при всем при всем при этом, он оставляет полную свободу для размышлений по этому поводу, не навязывая зрителю свою точку зрения.

    Сам «Апельсин» мне не показался уж настолько жестким, насколько мне о нем рассказывали, может и потому, что я была готова к худшему. И пусть это «кошмар под музыку Бетховена», но как неотразимо сделан этот кошмар!

    А музыку Бетховена я всегда считала депрессивной=)

    10 из 10

    4 апреля 2010 | 00:54

    Забавная дурь. Фильм про гопника, который после «реинкарнации» попал в руки к тем, кого он «учил» в прошлой жизни (налицо, причинно следственный детерминизм) и о том, что бывает, когда человек своим «как лучше» пытается исправить «ошибки природы». Что делать волку, которому вырвали зубы? Только идти в политику.

    Фильм для взрослых. Потому как юный ум может принять чёрное за белое, а белого в фильме нет (так же, как в Бумере, где «никого не жалко»).

    Смотреть лучше в оригинале, с субтитрами — услышите много русских слов (это не глюки, это — Nadsat). Дизайнерам тоже будет любопытно (если ничего не поймете — декорации и костюмы наверняка зацЕните).

    После просмотра рекомендуется посетить психотерапевта для коррекции.

    26 октября 2009 | 16:41

    «Секс, рок-н-ролл и наркота» — так как-то сказал в молодости безбашенный, будущий СЭР Мик Джаггер о своём жизненном кредо, криво улыбаясь, саркастически посмеиваясь и при этом, делая вид, что презирает общественные устои. «Really bad guy!», — сказал о нём тогда один из маститых музыкальных критиков. Но в 2003 г. королева Елизавета II посвятила ярого прославленного рокера в почётный титул рыцаря Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Во истину неисповедимы пути господни…

    А за много десятилетий до нас знаменитый создатель психоанализа австриец Зигмунд Фрейд полушутя, полусерьёзно произнес: «Всякое приспособление есть частичная смерть, влекущая исчезновение доли индивидуальности».

    Развивая и художественно оформляя, на мой взгляд, во многом именно эту мысль старика Фрейда, многоуважаемый Стэнли Кубрик вкупе с Энтони Бёрджессом пошёл несколько дальше и создал вопиющее, ломающее образ общественного бытия, проникающее в сознание зрителю кино-размышление, которое рисует сюрреалистическое зеркало общественной действительности, безжалостно спрятав достоинства людского общества и сурово выпятив недостатки коллективной человеческой психики. Со всеми вытекающими последствиями…

    В центре внимания первой половины повествования — природно жестокая, инстинктивная, до крайности эгоистичная и при этом абсолютно не понимающая негласных законов и моральных устоев человеческой стаи — радикальная молодёжь. Гуманизм для них — пустой звук. Жалость и сострадание — глупые бессодержательные понятия. Буйство гормонов и минимум ума, обилие физической силы и с лихвой окупающая её интеллектуальная ограниченность — характеристики, которые свойственны абсолютному большинству мужской части народонаселения нашей планеты в возрасте от 13 (15) до 23 (27) лет. И это — нормально (простите, если кого обидел — статистика!)… Нормально, в том смысле, что было, есть и будет. И «бородатый очкарик», по имени Кубрик, прямо, искренне и без капли лицемерия, с уместной долей художественного гротеска и горькой иронии показывает нам крупным планом зеркало, в которое, полезно посмотреться любому зрителю, питающему неподдельный интерес к искусству кино.

    Картина в высшей степени интеллектуальная и живая — вне всяких сомнений. Приковывает к себе, как ярко горящий костёр; сносит стереотипы, как внезапно налетевший смерч; рушит многие лживые представления об идиллии общества и воспитываемых в нём новых молодых поколениях как динамит, заложенный у фундамента здания устоявшихся норм общественного сознания.

    Но это далеко не предел безжалостного морально-этического приговора нашему «цивилизованному» обществу, который выносит американский кинохудожник.

    Кубрик с грустной улыбкой мудреца тихим ровным голосом говорит зрителю: насилие и тотальная ложь — вот — те два столпа, на которых ВСЕГДА было и будет построено наше с вами правовое, гражданское, социальное, «гуманное» общество. И на них же основана вся суть самоорганизации человечества в управляемую систему. Точнее выражаясь, врождённая бессознательная склонность homo sapiens совершать насилие над себе подобными — это неотъемлемое коренное свойство любой личности. Человек перестал бы им быть, если бы не это свойство. С другой же стороны людской природы, находится пелена чудовищного обмана (и самообмана), с помощью которого одна малая частичка общества, называемая «государство» или «элита», манипулирует другой его частью, именуемой «народ». И с этим ничего не поделаешь — нас такими создал Господь.

    Изрядно поразмыслив, понял следующее. Стержень, на котором держится кинотворение Кубрика — это парадоксальная сущность всей христианской морали. Растёрзанный, истекающий кровью, приколоченный к кресту Спаситель взывал: «Отец, прости их! Не ведают, что творят». То есть, умирая, Иисус отпускает грехи своим мучителям. Не жаждет отмщения, не хочет расправы над убийцами, более того — жалеет их и просит Господа о всепрощении.

    Что же мы видим у «кинопророка» Кубрика — человек, лишённый возможности совершать насильственные действия, то есть априори безопасный для общества и для отдельных его представителей — сам превращается в жертву того самого общества, от которого его вначале изолировали, а потом, «исцелив», в него же и выпустили. Что правит львиной долей представителей этого общества? Месть за совершённые преступления, расплата за пережитые унижения и обыкновенный садизм. Алекс, при всей его неадекватной непохожести, скрытой уродливой интеллектуальности и жаждой насилия всё-таки вызывает меньшее отвращение и омерзение, чем весь окружающий его мир с мнимой вежливостью и показной галантностью, двойными стандартами и ненавистными взглядами, похотью, предательством, крайней жестокостью и ксенофобией. А знаете почему?.. Герой гениально сыгравшего МакДауэлла не врёт и не лицемерит — его насквозь видно по ГЛАЗАМ — он такой как есть.

    Вернёмся к дедушке Зигмунду, который как-то двусмысленно произнёс: «Нет ничего дороже, чем болезнь и ее игнорирование». И я верю, что среди нас есть ещё люди, которые, будучи на месте Алекса в финале картины смогут сказать окружающим: «Если Вы здоровы, то я лучше останусь больным».

    P.S. Этот фильм уникален. О нём можно писать десятки страниц. Но это не сравнится с его просмотром. Смотрите и думайте, анализируйте, мыслите!.. Почва благодатная.

    18 мая 2010 | 11:31

    Имя Стэнли Кубрика всегла вызывало среди киноманов и кинокритиков много эмоций. Одни его боготворили, иные же проклинали за его провакационное творчество. Что касается меня, то могу сказать только одно:Кубрик-это бессмертная единица в кинематографе, чье творчество будет жить еще не одно поколение, ибо шедеврам не ведамо время. Безусловно,«Заводной Апельсин»-это одно из самых знаменитых и провакационных детищ знаменитого режиссера. Этим фильмом востаргаются или же наоборот, презирают, вот уже почти на протяжении сорока лет. А фильм все так же популярен и, конечно, актулаен. Кубрик всегда снимал актуальные вещи.

    Итак, Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.

    Главный персонаж картины Алекс по-своему уникален и до ужаса интересен. Он молод, хорош собой, далеко не дурак, возможно, да и скорее всего, начитан. У Алекса хорошо подвешен язык, и он любит классическую музыку, в частности прекрасного Людвига Вана Бетховена. Возможно, он стал бы неплохим юристом или врачом, или, может быть, ученым?Все может быть. Но если взглянуть на другую сторону миловидного Алекса, то зритель ужаснется. С наступлением темноты, наш братец Алекс превращается в бунтовщика, который как бурный поток воды, сметает все на своем пути. Алекс грабит, насилует, устраивается побоища. Он-чудовище, которое необходимо изолировать. Необходимо изничтожить.

    И вот во сторой половине картины мы видим, что Алекса укпекают в тюрьму, где он становится участником или, как позже может показаться, жертвой загадочного эксперемнта по подавлению человеческого насилия. Алекс, пройдя реабилитациб, выходит на свободу. Он становится абсолютно другим человеком. Белый и пушистый, ибо он не может ударить человека, не может скеазать ни одно грубое слово в чей-либо адрес. И тут мы видим, что Алекс из охотника превращается в жертву, благодаря провдимого над ним эксперемнту. Возникает вопрос:имело ли государство право отбирать выбора нравественного пути?Собственно, Кубри предлаегает зрителю антиутопию утопию. Утопическую реальность мы видим глазами Алекса. Ему кажется, что все чем он занимается абсолютно нормально и, собственно, в порядке вещей. Он живет в этом мире, дышит, думает, царствует над этим миром, ибо это его утопическая реальность. Антиутопия же раскрывается во второй половине картины, когда Алекс попадает в реальный мир. Туда, где он уже не властен, туда, где были и живут его прошлые жертвы. Алекс, по чути монстр, и превращает своих жертв себе подобным. В фильме это ярко выражается, когда Алекс уже вйдя из тюрьмы попадает в дом к странному писателю, который когда-то пострадал от деяний молодого человка.

    Так что же такое «Заводной Апельсин»?Манифест подумать о нашам поведнии и посмотреть на мир новым взгляом или же Кубри, когда создавл данную работу, хотел, чтобы зритель посмотрел на себя в первую очередь. Ведь в каждом из нас спит монстр, может быть. конечно, его и не зовут Алекс, но тем не менее. Человек, по своей натуре, самое жутко создание на всем белом свете. Кубрик это доказывает на примере своего персонажа в фильме. Есть хорошая сеьма, парень образован, но тем не менее совершает самые отватительные поступки, которые так отровенно показывал на Стэнли Кубрик. И не удивительно, что именно эта работа знаменитго режиссера подняла так много шума. Ранее из режиссеров более открыто не показывал в своих работах насилие. Это стало переворотом в киноискусстве. Никто ранее не сумел(да и сейчас-то никто не может) так гармонично сочетать тяжелую жизненную философию, яркий цинизм, государственный «механизм уклада жизни» и грубое, грязное, отвратительное насилие, как нежели Стэнли Кубрик в свое время. Этот режиссер, по-моему, с выходдом этой работы раз и навсегда перевернул таз с водой с надписью «Кинематограф». И вода в этом тазике коснулась всех, кто хоть как-то причастен к этому виду искусства.

    «Заводной Апельсин»-это золотое наследние Стэнли кубрика, которое забыать нельзя. Это именно тот фильм, который сильно повлиял на многих режиссеров мира. Конечно, очень многие работы Кубрика не менее великолепны. Вспомнить только «С широко закрытми глазами». Но, на мой взгяд, именно «Заводной Апельсин» открывает зрителю весь неисчерпаемый талант Кубрика. В его предыдущих работах я видела удвительные очертания его стиля ,но до выхода этой работы он не являлся целиком. Но «Заводной Апельсин» как раз-таки показывает зрителю всю сложность Кубрика.

    9 из 10

    13 ноября 2010 | 19:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 129 руб.
    DVD, 129 руб.
    DVD, 396 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    135.На несколько долларов большеPer qualche dollaro in più8.192
    136.Звёздочки на землеTaare Zameen Par8.188
    137.БлефBluff storia di truffe e di imbroglioni8.187
    138.ВоинWarrior8.184
    139.Отец солдата8.184
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Аве, Цезарь!Hail, Caesar!93.99%
    27.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.97%
    28.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven93.96%
    29.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.71%
    30.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.52%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Человек-муравейAnt-Man88
    Торжественный финалGrand Piano6
    Живая мертвечинаBraindead50
    Деревня проклятыхVillage of the Damned4
    Бандиты в МиланеBanditi a Milano1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ПикселиPixels6.353
    Человек-муравейAnt-Man7.502
    МиньоныMinions6.573
    АнтуражEntourage7.392
    Бумажные городаPaper Towns6.578
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    Шальная картаWild Card06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    премьеры