всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок Макдауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм Макдауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3238 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    У фильма Стэнли Кубрика есть два очень серьезных минуса, которые с первых кадров настраивают на негативное к нему отношение: во-первых, он снят по совершенно жуткой книге (без чтения которой можно прекрасно обойтись), а, во-вторых, отвратительную, но живую и правдоподобную атмосферу немотивированного насилия, которой пропитана книга, которая выводит читателя из равновесия, фильм размывает — у Кубрика все превращается в какой-то цирк-шапито, в дешевый водевиль с конями, гипертрофированными половыми органами и престарелыми тетками в латексе.

    Настроив зрителя на отторжение, Кубрик идет дальше. Он полностью перевирает идею книги, причем, как в большом, так и в малом. Примером первого может служить попытка режиссера вызвать сочувствие к главному герою «коротышке Алексу», когда его выпускают на свободу «переформатированным», а всякие нехорошие, как написал бы Энтони Берджесс, veki, бедного Алекса начинают обижать. В книге жалость к персонажу невозможно испытывать по двум причинам: 1) слишком отвратительный образ жизни он вел 2) он совершенно не желает меняться, он осознанно из раза в раз делает выбор в пользу жестокости и агрессии по отношению к другим. В фильме же Кубрик зачем-то пытается разжалобить зрителя, сперва в значительной мере смягчая все бесчинства банды Алекса, превращая все в какой-то фарс, танец, игру, дурную комедийку, а потом показывая бедного разнесчастного мальчугана, который почему-то вдруг (как же так!) подвергается гонениям от тех, кого погонял ранее. Вот ведь изверги!! Надо было с распростертыми объятиями принять мальца, подставить вторую щеку — пусть Алекс еще потешится.

    Что касается «малого перевирания» книги, то в киноповествование зачем-то вводятся придуманные и совершенно нелепые персонажи (вроде мужика в трико в доме писателя, питона в комнате Алекса), перевираются самые незначительные детали (вроде тюремного номера Алекса) и т. д. Не знаю, каким образом нарочитое коверканье первоисточника может работать на замысел режиссера.

    К слову о мальчугане Алексе. Малкольм МакДауэлл — замечательный актер, которого я, впрочем, знаю, уже в основном в его нынешней ипостаси сребробородого старца, — но что общего он имеет с Алексом? Ему на момент съемок — почти 30 лет. Алексу в первой части книги — 16, в третьей — 18. Он и его друзья — подростки. Почему всех играют какие-то мужиковатые увальни? Это же фильм бунте молодых и о подавлении бунтарей. И потом, я, конечно, понимаю, что очень тяжело протолкнуть на экран сцену насилия над 10-летними девочками, но зачем этот эпизод, доходчиво поясняющий, что за безумная мразь Алекс, превращать в сцену безвинного досуга героя с какими-то девочками-белочками? Проще уж совсем отказаться от этой истории, чем пытаться отмыть, обелить и оправдать животное.

    Главная идея фильма идет в полный разлад с идей книги, как я ее понимаю. Кубрик показывает, что может сделать неумолимая и циничная система с отдельно взятым бунтарем, и как сама же эта система может все переиграть в угоду своим и общественным интересам. У Берджесса же в книге витает не проговариваемый вопрос — нужно ли давать падали, которая почему-то считает себя человеком, право свободного выбора, несмотря на то, что все время он осознанно выбирает насилие? Мой ответ очевиден — не нужно. Не хочет выбирать нормальную жизнь — пусть гниет где-нибудь в сточной канаве на краю мира.

    Словом, за попытку экранизировать то, что в экранизации не нуждается, за провальную экранизацию, за попытку насильника и убийцу превратить в пушистого кролика, за фарс и дешевый водевиль, за то, что хочется спросить у режиссера: «Кубрик, ты под чем был, когда писал сценарий и снимал кино?» я ставлю 1 из 10. Мог бы, поставил бы -1.

    P.S. Пускай 1 балл будет считаться за музыку. Смесь классики и современной музыки очень хороша. Это единственное, что получилось в этом фильме.

    24 октября 2014 | 19:22

    Грешники, как зеркала в них мы видим наши грехи (Ганди)

    Если честно, то на этот фильм я наткнулся совершенно случайно, просто во время рекламы другого фильма переключал каналы, но когда наткнулся на ЭТО…

    Первые 20 минут фильма я решительно не мог понять, что это предо мной мелькает, потом когда дело дошло да самого что уже ни на есть насилия, то мне стало страшно, просто до жути. Я выключил телевизор и минут 20 не смотрел, но даже не столько от отвращения или страха, а сколько от понимания того что вся эта дрянь есть в нашей жизни, и что всё это не вымысел.

    Но всё-таки через 10 минут я снова включил телевизор (это, кстати, можно считать док-вом, что фильм реально цепляет за душу) и уже досмотрел до конца.

    Фильм оставляет неизгладимое впечатление, очень хорошо продуманы начало и конец. Вначале ты сразу смотришь герою в глаза. В конце фильм обрывается на самой кульминации, но с логическим финалом и титры кислотного цвета специально, чтобы подольше удержать внимание и заставить подумать над увиденным.

    Мне понравился главный герой своим разносторонним характером он конечно не красавец, но с очень живыми чертами лица и богатой мимикой. Ну а чтобы разобрать его характер и психику потребуются годы работы, к тому же каждый имеет про него своё мнение. Но хочу заметить, что не даром у него довольно благополучная семья, ведь всё таки у него нормальный непьющий отец, порядочная мать, живут они ни в каком нибудь заброшенном Гетто. Этим мне кажется, Кубрик хотел показать что насилие и болезни души это не удел только каких нибудь убогих, а что это может быть в каждой семье.

    Несмотря на то, что фильм довольно старый тема актуальна до сих пор, здесь выражены все точки зрения на этот вопрос. С одной стороны ясно показано, что с этим надо что-то делать, но с другой стороны также показано как может быть порой губительна месть ослеплённой яростью жертвы. Прощать всё таки удел сильных.

    Нельзя не заметить, как всё таки правильно сделали не озвучку а именно субтитры это очень идёт в тон всему фильму.

    Так же мне сначала показалось странным, почему он обращается к тем, кому рассказывает (то бишь нам) «Братья мои» но если вспомнить притчу из Библии про Авеля зверски убитого братом Каином, то всё становится понятно.

    Не могу сказать, что в фильме прям какой-то особенный крутой и продуманный сюжет, это просто очень интересные записки сумасшедшего.

    P.S. Насчёт «лечения» этого героя (да и в принципе всех таких) одно можно сказать если больной действительно хочет жить, то медицина бессильна.

    10 из 10

    5 февраля 2010 | 20:55

    Это стоило мне волевых усилий, но таки я его досмотрела…

    Значит, смысл такой. Банда в белых кальсонах терроризирует всех, кто встречается у нее на пути. По нелепой случайности эти их жертвы оказываются такими же убогими и бедными духом, живущими какими-то ненастоящими приоритетами:то тебе дом с машинками, то гигантские пиписки. При этом есть некая идеология, притянутая за уши, смысл которой мне непонятен, но что-то вроде насилие ради насилия, ибо социального протеста там ни хрена нет, сколько я его там не искала (и близко, конечно, не «бойцовский клуб». Кстати, уже второй фильм, рекомендованный как похожий на»… клуб», но который и близко не он).

    Персонажа интересного и хоть сколько-нибудь выдающегося нет, увы, ни одного. Вообще нет людей. Все какие-то скоты, извращенцы, одна грязь, зато поголовно с претензией (абсолютно необоснованной) на оригинальность. Священник и тот вызывает неприязнь.

    Главный герой не развивается. Происходят внешние перемены, на уровне физики, но внутри у героя все то же. А ведь изменения начинаются изнутри…

    Все искажено до предела. Мир плохой, люди ублюдки грязные — вот основная идеология. А смотреть-то надо шире. Честно говоря, странно, что все такое однобокое и плоское — весь фильм состоит из негативных клише.

    В целом о фильме можно сказать так. Снято с пафосом. Фильм вроде о насилии, а конфетно-карамельным душком так и несет сквозь экран. Герои примитивные и поверхностные. Главный герой способен испытывать страдания физические, но никак не нравственные. С другой стороны, видя его родителей, их отношение к сыну, становится понятно, почему он именно такой. Ребенок не нужен, его не любят, и на самом деле весь протест — он не социальный, а против родителей. Попытка доказать что-то себе, наполнить себя и жизнь смыслом, агрессия против родителей.

    Была здравая мысль о том, что у одного из подопытных возникла четкая взаимосвязь между его состоянием и тем насилием, что он видит на экране. Только ее не развили, не довели до истины. А истина в том, что охотник и жертва — две стороны одной медали, ибо и там, и там проблемы с одним и тем же состоянием, эмоцией: агрессией. В одном случае мы имеем перебор, в другом недобор, и ни в одном норму.

    Понравился, как это ни странно, Макдауэлл — играл он хорошо, хоть поначалу мне было трудно преодолеть скепсис, вызванный тем, что дядя, который в 28 выглядит на хорошо за 30, а в 45 на все 60, справится с ролью 17-летнего юнца. Так он и остался для меня «молодая была немолода», однако, за исключением этого факта сыграл он хорошо. Хотя на то он и фрик всея Голливуда, чтобы играть такие вот роли.

    В целом фильм не вызвал ни злости, ни отвращения, ни жалости. Как-то прошел мимо, к сожалению (или к счастью). Все на редкость грязно, пусто и… неинтересно… Не понравилось еще и то, что фильм поощряет паразитизм за счет общества. Паразиты и так на каждом шагу, к счастью, попрошаек мы еще не ставим в ранг культовых фигур. Но если так пойдет и дальше, то я не удивлюсь ничему…

    Долго выбирала между нейтральной и отрицательной. Остановилась на отрицательной. Ибо слишком уж все безрадостно.

    Исключительно за Макдауэлла, которому удалось меня удивить:

    1 из 10

    2 сентября 2011 | 06:12

    «Ни один фильм за последнее десятилетие (а возможно, и за всю историю кинематографа) не содержит таких изысканных и пугающих пророчеств о будущей роли культурных объектов — живописи, архитектуры, скульптуры, музыки — в нашем обществе.» (с) журнал «Time»

    Именно так охарактеризовала редакция знаменитого американского еженедельника шедевр Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» незадолго после его выхода. Фильм и вправду оказался своеобразным пророчеством. В начале 70-х данная картина удивляла и поистине шокировала, вызывая дебаты, среди которых негативных мнений было предостаточно. В тож же году на экранах появились еще и «Соломенные псы» Сэма Пекинпа и «Грязный Гарри» Дона Сигела. Вкупе эти три фильма вызывали споры в СМИ о социальном эффекте насилия в кинематографе. Поведение героев, в данном случае Алекса, представало как нечто античеловеческое, удивительное для народа. Что мы имеем сейчас? Именно то, что «напророчил» в свое время Кубрик, только в более жесткой форме: издевательства и избиения стали настолько распространены, что никто им не дивится. Да, народ осознает чудовищность, беспредельность и ужас того, что порой творится, но удивления как такового нет. Это говорит о том, куда катится общество: агрессивных людей, которым ничего не стоит совершить зверское насилие или убийство становится всё больше. Почему? Ответ на этот вопрос Стэнли Кубрик также затронул в своем фильме. Посмотрите на родителей, которым, откровенно говоря, плевать на своего сына, на то, чем он занимается, ходит ли в школу. Их не интересует, кем он работает по вечерам, в котором часу возвращается. Задача матери — разбудить и приготовить завтрак, после чего она уходит, собственно и всё. Тем не менее родители питают надежды, что их чадо вырастет «хорошим человеком». Только одного они не учитывают: даже растение завянет, если его не поливать, так же и к воспитанию детей следует приложить усилия, чтобы в будущем ждать от них соответствующего поведения. Это лишь часть проблем, поднимающихся в «Заводном апельсине».

    Далее — власть. Сам режиссер считал, что в фильме производится сравнение между левой и правой партиями политического устройства: министр представляет собой фигуру правой партии, писатель — левой. Разницы между ними мало, методы и средства сильно схожи, отличие только в их догмах. Они одинаково хотят использовать Алекса в своих целях, играя в перетягивание канатов, где главный герой непосредственно сам канат. Не зря Алекс рассказывает психологу сон, в котором врачи пролезли к нему в мозг и играют с его головой. Отталкиваясь от данного факта, можно рассуждать далее: не только власть показана с худшей стороны. Врачам нет дела до своих пациентов, их волнует лишь прогресс в медицине, открытия, благодаря которым приходят слава и деньги. Полицейские, борцы против преступности, сами олицетворяют преступность. Церковь — лишь источник запугивания заключенных, но никоим образом не поддержка, проповеди направлены совершенно не в нужное русло. СМИ гонятся за сенсационными событиями и новостями, превращаясь в самую настоящую «желтую прессу». Общество не может нормально существовать при таких беспорядках, оно порождает «Алексов» и его дружков, оно катится по наклонной. В этом проявляется трагизм фильма.

    Более того, простая мораль в «Заводном апельсине» самым доходчивым и доступным языком гласит: всё в жизни возвращается к тебе. Главный герой жестоко издевался над писателем и его женой, над друзьями и нищими. В конце все эти люди с такой же ненавистью потешаются над Алексом, загоняя его в угол. Одним словом, получил свое. Кроме того, никакие внешние усилия не переделают человека внутренне: насколько герой МакДауэлла после лечения оставался адекватным снаружи, настолько же был ужасен внутри. Отсюда следует мораль номер два: никогда не стоит судить по обложке, внешность порой обманчива.

    Режиссерский почерк Стэнли Кубрика узнает любой почитатель его творчества: наплыв, панорамирование, использование крупных планов придают специфичность данной ленте. Кубрик любил использовать неординарные приемы, например, снимая «Заводной апельсин», бросал камеры с крыши, чтобы добиться нужного эффекта. Ускорение и замедление съемки, сочетание классической и популярной на то время музыки выполнено как нельзя лучше, а «Singin» In The Rain» в исполнении Малкольма МакДауэлла останется пугающей и звучащей зловеще, несмотря на свою легкость. Сам актер отыграл блестяще, не зря режиссер однажды сказал, что не снял бы эту картину, если бы не нашел Макдауэлла. Саркастический язык и ярко выраженный гротеск придает ленте особую форму: нелепая одежда героев, их речь, необычное обращение повествователя к зрителям представляют собой иронию, но ирония эта безнадежная, фатальная, драматичная, оттого и трагическая.

    Это кино отражает горькую действительность. Мастерское воплощение разносторонних и важных проблемы, своеобразная съемка, необычные приемы делают «Заводной апельсин» не просто фильмом, а настоящим произведением искусства.

    10 из 10

    28 июля 2013 | 17:23

    К фильму подходил долго, медленно и робко. В итоге тщетных попыток просмотра решил, что то ли фильм жуткий шлак, то ли я до него пока «не дорос». Оказалось верным второе. Наконец созрев для данного произведения, я решил начать знакомство с первоисточника — одноимённой книги писателя Энтони Бёрджесса, опубликованной в далёких шестидесятых годах прошлого века, принёсшей автору известность и славу, вновь воспарившей и ставшей культовой после экранизации в начале семидесятых. Книга меня приятно удивила и заинтересовала: едва погрузившись в атмосферу футуристической Британии, передо мной открылась целая вселенная со своей символикой и, даже, языком (сленг «nadsat»). Основной проблематикой произведения оказалась извечная, актуальная на все времена подростковая преступность. Кто виноват, и что делать? А разруха, как всегда, в головах! Да не в дурных и горячих бошках вчерашних сопляков, ходящих пешком под стол, а во взрослых — тех, на кого эти «детки» смотрят, те которые относятся к себе и обществу как дети, большие дети. Взрослые в мире главного героя романа (от лица которого идёт повествование как в книге, так и в фильме) Александра ДеЛарджа совершенно безответственные и легкомысленные. Вот пожилой человек, читай дед, который должен быть примером для молодых — валяется грязным и пьяным бомжем на улице, которому ничего не надо, кроме выпивки и старых похабных песенок. Родители Алекса тоже хороши — они боятся поздно выходить из дому, опасаясь молодёжных банд, но при этом им самим абсолютно наплевать куда уходит их сын по вечерам, где шляется по ночам до самого утра. А их дражайший сыночек (отличник в школе, просвещённый, обходительный юноша) из пай-мальчика превращается в malchi-palchika; он — лидер молодёжной банды гопников, вандалов, насильников и, даже, убийц. И таких банд в мире Алекса великое множество.

    Заряжаясь в баре «Корова» алкогольно-наркотическим напитком Moloko Plus, пятнадцатилетний Алекс вместе с дружками (Пит, Джорджик, Тём) отправляется наводить шороху на округу. И так почти каждый вечер. И, что самое возмутительное и поразительное, инфантильным взрослым плевать. Во время нападений Алекса и Ко их жертвы (а это как раз в основном взрослые и пожилые люди) ведут себя как покорные и беспомощные овцы — им просто плевать. Конечно в этом мире существует полиция, но работает она как-то вяло. Юные гопнички ничего не боятся: ни машину со стоянки угнать, ни лавочку накрыть, ни даже в дом чужой ворваться. Но при этом, как я уже сказал, днём Алекс — образцово-показательный, влюблённый в музыку Людвига Вана Бетховена (единственная искренняя любовь, как и любовь к садизму), скромный и вежливый юноша. Чем же вызвана такая ужасная метаморфоза, едва стоит ночи опуститься на город? А тотальной несвободой данного общества! Строгие «учителя жизни» толкают нравоучительные речи, засоряя уши и мозги радиослушателей. Местный «участковый» Дельтоид всё время пугает Алекса тюрьмой, если тот будет плохо себя вести. К этому и сводится у «взрослых» в этом мире вся воспитательная работа с молодёжью: угрозы, вбивание страха тюрьмы, создание напряжения, возможно даже комплексов. Пружина сжимается, затем, сжавшись до предела, закономерно разжимается, запуская разрушительный механизм. Подростки, с их бурлящими гормонами, становятся озлобленными и безбашенными, а старшее поколение — пугливым и беззащитным перед ними. Грабят магазин? — прохожим и соседям плевать, бьют пешехода — прохожим плевать. Создаётся впечатление, что гражданского общества в том мире нет в принципе: люди лишены оружия для защиты своего дома, имущества; никакие дружины активистов (кроме банд хулиганов) не патрулируют ночные улицы. Хищники терзают жертв, а полиция и скорая помощь, словно падальщики, подбирают то, что осталось. Казалось бы похождения Алекса и вовсе останутся незаметными для полиции. Ан нет — парня всё-таки хватают, берут под белы рученьки. И тут открывается новая страница жизни нашего героя, ведущего своё горестное повествование. Самая интересная страница, которая раскрывает философский, нравоучительный посыл книги (фильма) о сути жесткости и садизма, свободе воли и возможности творить добро в мире Алекса.

    8 из 10

    (не дотягивает фильм до первоисточника)

    1 февраля 2014 | 16:07

    Наконец-то и я посмотрел легендарный шедевр гениальнейшего режиссера Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Просто не мог не посмотреть, ибо уже много слышал о нем, в основном положительные и восхваляющие отзывы. Посмотрел… Чувства в итоге скорее негативные, чем положительные. Но обо всем по порядку.

    Говорю сразу, что роман-первоисточник Энтони Берджесса не читал, так как утверждают, что будто бы там заложен совсем иной смысл, нежели в фильме. Но это в принципе не важно, так как обсуждается именно кинокартина, а не книга. Смысл и идея ленты — одни из немногих компонентов «Заводного апельсина», понравившихся мне. От фильма так и веет мизантропией и пессимизмом. Мне не удалось найти ни одного положительного персонажа, кроме разве что священника в тюрьме. Атмосфера мира Алекса наполнена мраком, угрюмостью, ненавистью и жестокостью. А финал демонстрирует нам горькую правду: зло и насилие неистребимо, оно начало свое существование с момента появления Homo Sapiens и будет существовать до тех пор, пока данный вид живет на планете. Для такого ублюдка и подонка, как Алекс, все кончается вполне благополучно: его ждет высокий пост в правительстве, теперь он будет сеять ультранасилие законными путями. Невеселая перспектива, да?

    Режиссура Кубрика заслуживает высокой похвалы, недаром ведь многие критики называют «Заводной апельсин» лучшим срежиссированным фильмом всех времен и народов. Очень четко построена композиция картины: сперва нас как бы вводят в курс дела, знакомят с Алексом и его бандой, с его миром и его порядками, затем следует тюремная жизнь и эксперимент по искоренению насилия, потом скитания Алекса по городу и его встречи со своими жертвами, и наконец — финал, который как бы перематывает пленку назад, в самое начало, ведь в итоге Алекс вернулся к истокам своей бесчеловечной натуры. Также порадовали операторская работа и саундтрек, состоящий из классических композиций.

    Самым главным минусом является утрированная игра актеров, которую вполне можно сравнить с современными молодежными комедиями наподобие «Очень страшное кино» и т. п. Малкольм МакДауэлл еще держится на более-менее приемлемом уровне, только иногда скатываясь в «шутовство» подобно другим. Остальные же актеры (особенно исполнители персонажей Джорджи и писателя-инвалида) то ли намеренно, то ли из-за недостатка профессионализма явно переигрывают и смотрятся очень нелепо и смешно. Мало того, весь фильм выполнен в стиле огромного гротеска. Все здесь ирреально, начиная от дурацких и нелепых костюмов героев и заканчивая интерьерами зданий и домов. Из-за этого всего было как-то неудобно смотреть фильм, так как чувство несерьезности не покидало ни на минуту. Также фильм изрядно затянут, к середине я уже нервно поглядывал на часы.

    Неудивительно, что «Заводной апельсин» так и не был удостоен ни одной значимой награды. Только из-за статуса «культовый фильм» ставлю с натяжкой

    7 из 10

    Если быть искренним, то я глубоко пожалел потраченное мной время на просмотр шедевра Кубрика. Мне показалось, что такой несусветной чуши я давно не видал, а режиссер попросту хотел эпатировать тогдашнюю публику откровенными сценами насилия и секса. А теперь минусуйте на здоровье, друзья!

    12 августа 2010 | 12:55

    Прежде всего следует сказать, что лента Кубрика снятая более 40 лет назад без внушительных, многомиллионных компьютерных спецэффектов и бесконечного обилия женских тел на данный момент выглядит НАмного более впечатляюще тех блокбастеров, что пытаются добиться аналогичного эффекта (а именно зрелищности, драйва, динамики сцен насилия и пр.).

    В первую очередь фильм поражает своей атмосферой, он как будто насильно втягивает вас в свою реальность, гипнотизирует вас (вспомним взгляд Алекса в первой же сцене). Этому также немало поспособствовало музыкальное сопровождение. Известно пристрастие режиссера к использованию классической музыки (Барри Линдон, Космическая Одиссея, Сияние). Но в «Заводном апельсине» как нигде очевидно абсолютное! соответствие картинки и звука. Необходимо отметить, что Девятая симфония Бетховена нещадно используется всеми кому не лень — вы можете услышать ее в рекламе, в боевике, мелодраме, комедии, сериале, любительском видеоклипе к месте и не к месту — ВЕЗДЕ! Потому можно сказать, что оригинал симфонии теряется посреди копий, и отыскать его вновь и вернуть ему его первоначальное значение отнюдь не просто — но Кубрику это удается.

    Во — вторых, идея и вытекающая из нее проблематика фильма действительно значимы. Отметим тот факт, что режиссер не идеализирует человеческую субъективность и не морализирует по поводу нехорошего поведения главного героя. В этом заключается одна из его основных, отличительных черт — объективность, беспристрастность — явленная нам уже в Тропах славы, но здесь особенно резко бросающаяся в глаза. Алекс — молодой человек, откровенный преступник, грабитель, насильник вызывает, благодаря Кубрику, симпатию и сопереживание. Мы в полной мере (конечно, кроме тех, кто уже зачерствел в душе, а таких немало!) вчувствоваемся в персонажа, его проблемы, страдания становятся нам понятны и мы уже не можем определить злодей ли он или злодеи мы (во многом такой эффект достигается благодаря превосходным ораторским качествам, откровенности и дружелюбию главного героя). Но это только одна из проблем, ясно и четко обрисованных в «Заводном апельсине».

    Взаимодействие индивидуума и социума в фильме отличается ярко негативным, противоборствующим характером. В ответ на насильственные, физические нападки со стороны Алекса общество приговаривает его к куда более суровому наказанию — духовной кастрации. ОНО стирает его волю, желание сопротивляться и действовать. (В современном, более развернутом и усовершенствованном виде, такой процесс выглядит как предупреждение всех желании индидуума посредством разработки новых концептов товара и услуг, в итоге приводящей к абсолютной пассивности порабощенного). НО! Алекс становится в, осудившем его обществе резонансной фигурой, которой начинают манипулировать различные политические институты с целью захвата власти. В итоге с него снимаются все обвинения, он выздоравливает, освобождается, очищается и… переходит на службу системе, из которой его совсем недавно изолировали как опасный элемент. Тем не менее, он все же им остается, только теперь уже как «опасный элемент» интегрированный как частица в системе еще более безумного и опасного мира.

    В-третьих, Кубрик превосходно отражает невозможность существования какой-либо правды в мире, где даже добро и зло имеют свойство взаимопроникать и перевоплощаться друг в друга, где основная масса населения — жестокая, пассивная, потребляющая субстанция, принимающая любую информацию за истину, где разрушены семейные ценности и собственного сына хотят заменить «удобным», «комфортным» хорошим мальчиком, где безжалостные преступники становится комиссарами полиции, где индивидуум со всеми своими желаниями, мечтами, грезами превращается в статистическую экономическую единицу с заданными параметрами реакции на внешний стимул. Разве не выглядит на фоне этого непроглядного мрака «злодей» Алекс чуть ли ни святым со своей откровенностью, иронией, эстетизмом?

    Его ошибка только в том, что он открыто заявляет о своей внутренней звериной, природной сущности, присутствующей в КАЖДОМ из нас без исключений! Злодей, любящий Бетховена и, наслаждающийся неумолимой, абсолютной, космической мощью человеческого духа (ведь именно об этом Девятая симфония). Злодей, ведущий себя как злодей и, следовательно, как человек (ведь только человек может быть злодеем), а не как «заводной апельсин». Вспомним Достоевского: «Самый отъявленный подлец может быть совершенно и даже возвышенно честен в душе, в то же время, нисколько не переставая быть подлецом».

    В заключение хотелось бы сказать, что тема «тотального контроля» со стороны общества и цивилизации в целом была поднята и описана довольно давно (и очень хорошо и правдиво) нашими русскими писателями. Отметим, что тогда превращению в «заводных» сопротивлялись активнее, чем сегодня, в подтверждение чего и привожу цитату:

    «… даже в том случае, если человек действительно бы оказался фортепьянной клавишей, если б это доказать ему даже естественными науками и математически, так и тут не образумится, а нарочно напротив что-нибудь сделает, единственно из одной неблагодарности; собственно чтоб настоять на своем. А в том случае, если средств у него не окажется, — выдумает разрушение и хаос, выдумает разные страдания и настоит-таки на своем! Проклятие пустит по свету, а так как проклинать может только один человек (это уж его привилегия, главнейшим образом отличающая его от других животных), так ведь он, пожалуй, одним проклятием достигнет своего, то есть действительно убедится, что он человек, а не фортепьянная клавиша!.. Я верю в это, я отвечаю за это, потому что ведь все дело-то человеческое, кажется, и действительно в том только и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не штифтик!»

    Ф. М. Достоевский 1864г.

    7 февраля 2013 | 22:26

    Антиутопия — жанр появился как предостережение человечеству; является логическим продолжением утопии, но формально означает то же самое. Различие состоит в оценке событий автором: в утопии рисуется идеальное общество взамен реально существующему, а в антиутопии автор обращает внимание на негативного стороны устройства общества.

    В антиутопии выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются как враждебное культуре средство порабощения человека.

    Так, в «Заводном апельсине» преступника хотят исправить применяя антигуманные методы: в наказание за тяжелые преступления главный герой часами наблюдает на большом экране акты различного вида насилия над человеком. Фильм не только поднял острые для западного общества проблемы немотивированного насилия с одной стороны, и государственного аппарата «мягкого тоталитаризма», «промывки мозгов».

    Главный герой Алекс обладает абсолютной аморальностью в сочетании с огромной силой духа. Зло становится его свободным (принятым в либеральном режиме) нравственным выбором. В его мир есть всё, что полагается, а то есть: семья, хранители правопорядка, прекрасная музыка. Пластинка Бетховена, которую так часто слушает герой, это единственное человеческое, что есть в Алексе.

    Как и в любой антиутопии, в «Заводном апельсине» прослеживается идея невозможности построения демократии. Мы видим тоталитарную систему: есть единственная правящая партия, которая осуществляет полный контроль над всеми сферами общества (в конце фильма министр внутренних дел просит Алекса сказать, что тот «исцелился» от помешательства, чуть не приведшего его к смерти), нет плюрализма в СМИ, отрицание традиционной морали и норм (хорошо иллюстрирует это пример самого эксперимента над Алексом вместо лишения свободы).

    В «Утопии» Томаса Мора государство тоже контролирует общество, однако же Мор не видит ничего плохого в том, что люди живут по предписанным им «свыше» правилам. В «царстве Мора» у людей выбор есть только формально: в книге нет и намека на то, что люди занимаются творчеством, на это не выделено ни минутки времени. Ты не можешь выбирать, что тебе делать, потому что всё уже решено за тебя. Человек Автор «Заводного апельсина» утверждает: Когда человек не может выбирать, он перестает быть человеком. В этом и состоит разница антиутопии и утопии.

    И если я вправе как-то оценивать Кубрика, то пусть будет

    9 из 10

    17 апреля 2013 | 23:31

    После просмотра я долго пытался понять, что хотел сказать Кубрик, ибо наивно полагать, что это просто история, анализирующая мотивы жестокости.

    По сути, это история малолетнего подонка, который ставит себя выше всего, морали, нравственности, человеческих ценностей. С одной стороны это обычная история и ничего нового в ней нет, негодяй получает сполна, а писатель бомж родители и т. п. выступают, каждый по-своему как представители общественности порой еще более омерзительной и жестокой, нежели главный герой. Меня смущает концовка, она несет недосказанность, которая задает планку выше рассуждений о проблемах отношений между людьми.

    Важен сам процесс, зритель должен пройти через это, как через мост, ведущий каждого к своей дороге, уж очень сильное впечатление остается после просмотра, эта непостижимая абстракция вонзается в мозг и переворачивает все верх дном.

    10 из 10

    8 декабря 2007 | 12:28

    Вряд ли кто-то другой смог бы снять этот фильм. Только Стэнли Кубрик и его мастерство психологических фильмов. Кто еще смог бы заставить зрителя так сопереживать такому герою фильма?

    С первых минут просмотра кажется, что в нем все очень странно и неестественно. Все. Окружающая обстановка, разговоры, одежда. Каждая мелочь. Но это дает возможность понять главное, что хотел показать режиссер. Странно, что многие люди просто не видят сути фильма, а обращают внимание только на его внешнюю оболочку. Но и эти, на первый взгляд абсурдные, детали играют огромную роль в происходящем. Они строят полноценный образ персонажей и предают им выразительности.

    Главный герой фильма является воистину сильным персонажем. Помимо жестокости и моральной разложенности, он сочетает в себе талант выдающегося лидера, что неоднократно доказывал своей своре. Он доставил много страданий другим людям, но во время фильма невольно встаешь на его сторону. Ужасными становятся не его действия, а то, что с ним сделало общество. Это и правительство, которое своеобразными методами пыталось изменить его, это и те, кто окружал героя раньше.

    Вот так в фильме раскрываются две темы. Это отвратительные поступки отдельных людей в отношении остальных и не менее ужасное поведение всего общества в отношении одного человека. Если приглядеться, то и в наше время, с привычным порядком вещей все происходит, как в фильме. «Заводной апельсин» гораздо реальнее, чем кажется.

    10 из 10

    21 октября 2010 | 21:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 481 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    9 мая в прокат вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», в котором юные студентки колледжа сначала весьма нестандартным путем добывают деньги себе на каникулы, а потом уходят в окончательный и бесповоротный отрыв. КиноПоиск вспоминает самых неудержимых подростков-бунтарей в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    235.ДогвилльDogville8.087
    236.Леди и бродягаLady and the Tramp8.087
    237.ГаттакаGattaca8.086
    238.Старший сын8.086
    239.Жизнь ПиLife of Pi8.084
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.82%
    17.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.69%
    18.КиберBlackhat93.63%
    19.Американский снайперAmerican Sniper93.58%
    20.ФлэшThe Flash93.47%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 215
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep1
    БэтменBatman98
    Думай, как мужчина 2Think Like a Man Too2
    Крученый мячTrouble with the Curve19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.178
    Город героевBig Hero 68.422
    СудьяThe Judge8.222
    ДракулаDracula Untold6.616
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.432
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры