всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • На прилавке музыкального магазина, на 26 минуте фильма виден девятый студийный альбом группы The Beatles «Magical Mystery Tour».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • еще 15 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3586 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Рецензия написана неделю спустя после просмотра фильма, все это время я думала.
    По-началу фильм показался мне неимоверно гадким и противным, грязным, не несущим никакого смысла, но сейчас я другого мнения. Для меня этот фильм просто пестрит эпизодами, оголяющими правду.
    1. Молоко и классическая музыка. Первое — сама невинность, молоко пьют маленькие дети, это символ хороших, правильных мыслей, без насилия. Во взрослой жизни молоком является символом «безгрешности» в противопоставлении другим алкогольным напиткам. В фильме братцы пьют именно молоко. Как обычно думают: «напился и пошел хулиганить». Нет, молоком нельзя напиться, оно не замутняет рассудок, не делает море по коленое, что так необходимо малолетним преступникам. Братцы пьют его так как вино высшего сорта — со смаком, в приятной для них обстановке. Мораль — не обязательно 14-летним братцам напиться, чтобы устроить насилие.

    Бетховен. Опять же. Всегда считалось, что человек слушающий классическую музыку являет собой образец культурности, высоких идеалов и чистых стремлений, что такой человек не способен к насилию, так как чистая музыка просто не позволяет клеткам мозга такого культурного человека совершать насилие. Но опять вам опровержение! Главный герой — психически глубоко больной человек, получающий удовлетворение от насилия, от унижения более слабого. И он заслушивается прямо-таки симфониями Бетховена, в них он находит вдохновение на совершении новых подлостей и насилия. Мораль — классическая музыка не всегда уберегает ваши клетки музыки от преступления.

    2. «Куда катится мир, если молодежь не уважает старших?»- так спрашивает бомж на улице. Один вопрос. А он, когда был 20-летним или еще моложе, уважал старших? Ответ один — НЕТ. Большинство людей, за малым исключение, в полном рассвете сил и энергии не обращают внимания на пожилых. Потому что один вид на этих людей напоминает им о смерти, немощности, старости. И естественно когда молодежь становится стариками, они сразу же начинают спрашивать у всех, а в первую очередь у себя: «Почему нет уважения?» Принцип таков: не плюй в колодец — испить придется.

    3. Рожденный ползать, летать не сможет. Сама мысль о перевоспитании психически больного человека показалась мне смешной до коликов в животе. Это как перекрасить негра в белый цвет, а китайца растянуть до 2 метров. Главный герой — пациент психиатрической больницы до конца своих дней. Почему? Он ведь такой бедный, такой хороший, это окружение виновато, скажите вы. Да, может окружение и виновато, но в этом человеке никогда не проснется раскаяние за содеянное, потому что он получает удовлетворение, насилуя, убивая, уничтожая, разбивая, разрушая, унижая. Самое страшное — он видит себя в роли палача Иисуса, это, наверное, самый показательный эпизод глубины падения Алекса. Воспаленное воображение купается в море радости, представляя, как он опускает плеть на спину человека. После этого эпизода все то малое сочувствие и сожаление, присутствовавшее до этого, исчезает и больше не возвращается.

    4. Подонки — полицейские. Вот здесь сценарист хорошо придумал, замечательно, скажу я вам. Сначала эти братцы были малолетними преступниками, по которым тюрьма плакала горькими слезами. А через пару лет эти преступники сами начинают ловить преступников и следить за порядком. Вот то место, где можно смело объявить, что мир перевернулся. Люди, приносившее насилие, теперь наказывают за насилие, сами не будучи никак не наказаны. Меня эта мысль очень заинтересовала.

    5. Что хотела, то и получила. Очередной тонкий намек на глубокую философию в лице бабули-гимнастки. Орудие убийство в данном случае крайне занимательное — генитальное творение современного искусства, за сохранность которого так трясется «молодящаяся» старушка. Принцип: чего ждешь, того и получаешь. На стенах этой женщины весит с десяток порнографических и эротических картинок (даже извращенного главного героя такая подборка искусства изумляет и возбуждает его больной мозг). На самом деле бабуля буквально сама притягивает к себе смерть «скульптурными гениталиями». Замечательное напоминание режиссера, что чем окружишь себя в жизни, то и получишь.

    6. Родители. Ничего ужасного в том, что они находят квартиранта нет. Эти люди потеряли своего сына — как физически, так и эмоционально. Они принимают в дом другого сына и играют семейную идиллию. И ведь получалось у них. Тот парень нашел этих людей замечательными. Мораль — зачастую люди не видят, что у них под носом есть все, что им нужно, они ищут это в чужих людях, чужих местах, кто-то находит, кто-то-нет.

    Мой вердикт фильму 6 из 10 за подборку таких замечательных тонких эпизодов, открывающих истинное лицо правды. Игра МакДауэлла меня порадовала, хотя персонаж его останется в моей памяти, как самый гадкий и противный. И огромный плюс стилистам и декораторам, такие сочные цвета, такие необычные предметы интерьера заслуживают особого упоминания о них.

    6 из 10

    5 августа 2009 | 17:30

    Не могу передать словами все чувства, которые нахлынули на меня во время просмотра фильма. Сцены насилия, вызывающие отвращение и желание отвернуться от экрана, научная фантастика, производящая впечатление и многое другое вы испытаете, когда посмотрите фильм.

    «Заводной апельсин» сделан в лучших традициях готики и сатиры, характерных для Стэнли Кубрика. В фильм потрясающе вписалась музыка Людвига Ван Бетховена. Некоторые сцены без нее просто представить невозможно. Например, сцена, в которой Алекс приходит домой, разбирает трофеи и ложится спать, все время сопровождается музыкой Бетховена, и это помогает лучше воспринимать картину. Фильм подчеркнут великолепным английским черным юмором. Это когда мрачные и пессимистические образы являются развлекательной основой фильма или сериала («Семейка Аддамс», «Лига джентльменов»). Мне понравилась постановка сцен, больше напоминающая театральное действо. В фильме звучит известная песня «Singin» In The Rain», в сочетании с Девятой симфонией, это создает образ бессмертной классики.

    Алекс причиняет боль и страдания окружающим людям, а в результате терпит еще худшие мучения и страдания. Это наводит его на мысль о самоубийстве, но мораль такова, что в конце фильма он становится новым человеком, пережившим все муки ада. Я считаю, что фильм достоин высшей оценки и наилучших мнений.

    21 марта 2011 | 17:37

    «Заводной апельсин» я смотрел еще в позднем детстве. Тогда я подумал: «Ну они там мочат!» Сейчас же, с какой-никакой высоты прожитых лет, я смотрю этот фильм и думаю: «Ну они там мочат!» Именно так! Эстеты могут бить себя кирпичами в грудь, крича о том, какие же сурьёзные проблемы поставлены в фильме, прямо целый зловонный букет проблем: тут тебе и свобода индивида, и подростковое насилие, и отношение родители-дети «и всякий прочий kal» (да-да книгу я тоже читал). Я же просто люблю этот фильм, а на то, какие суперглобальные проблемы там показаны, мне плевать с Тёмной Башни Стивена Кинга. Есть глубокий смысл — хорошо, нету — тоже неплохо, только покажите фильм, а не какую-то ерунду, где либо все плачут, рыдают, сопли летят прямо в объектив, либо вообще бессюжетную убогую муру, зато со смыслом… Не, таких смыслов нам не надо.

    Интересно, много ли думали Бёрджесс и Кубрик, какие вопросы они поднимают по сравнению с тем, как сделать всё это увлекательно и со вкусом? Это все напоминает бородатый анекдот. Что имел в виду автор, говоря, что у главного героя на окнах синие занавески. Что сказал бы ученик: «Ну, наверно, у него в комнате было темно». Что сказал бы учитель: «Синими занавесками автор хотел показать пессимизм и закомплексованность главного героя». Что имел в виду автор: «Занавески, мать их, были синие!»

    К чему я всё это? Так вот, одним из главных достоинств этого фильма является то, что, наполнив его всякими уберглобальными вопросами и смыслами, Кубрик не заблудился в них (как не заблудился и Бёрджесс, хотя, по-моему, в фильме это сделать труднее), не поставил их на первое место, жертвуя динамикой; он элементарно не перегнул палку и не сделал сюжет «тяжелым». Плюс эта особенная необычная манера съёмки, граничащая где-то с сюрреализмом, где даже сцены «ультра-насилия» не вызывают отторжения и желания выключить всё это побыстрее, а как-то наоборот, они завораживают своим особым цинизмом, долей чёрного юмора и невероятной атмосферностью.

    Кто такой Алекс хорошо показано на примере номеров значков его двух дружков, которые стали полицейскими, их номера 665 и 667, то есть Алекс — это эдакий дьявол во плоти, которого посадили на цепь, заставили протестовать против своей же натуры, а его тонкая натура обожает игру sunn-vynn с какой-нибудь kisoi, zagasitt старого горланящего бомжа, чиркнуть britvoi по поганой hare Биллибоя, короче slegontsa poshustritt. МакДауэлл здесь просто неподражаемый, яркий и запоминающийся, именно он тот настоящий Алекс, хоть ему и далеко не 15, как по книге.

    Что касается отношения книга-фильм, то книга, несмотря на то, что написана определённым подростковым жаргоном, все-таки более серьёзней что ли. Кубрик же, такое чувство, просто смеётся над всем тем, что показывает. Сюжетно они практически полностью совпадают, ну несколько сцен изменены, парочка убраны, но всё равно очень и очень близко. А вот концовка мне понравилась больше у Кубрика, чем у Бёрджесса, хотя кому как…

    Короче, действительно великий, запоминающийся фильм, обладающий своим неповторимым шармом, снятый со вкусом, с динамичным сюжетом и должной смысловой нагрузкой.

    I’m singin’, just singin’ in the rain (не сдержался).

    20 сентября 2011 | 22:29

    Насколько я люблю Берджесса и насколько я не люблю Кубрика…

    Не передать просто мой шок от фильма.

    Я научилась любить современное альтернативное искусство, андеграунд, благодаря Энтони Берджессу (как писателю) и Даррену Арановски (как художнику).

    Я понимаю что это не электронная библиотека чтобы говорить о книге, но фильм не передает и сотой доли того, что дала лично мне книга. И что замечательно получилось у Арановски с Реквиемом по мечте.

    Конечно сложно экранизировать романы, тем более культовые романы. Но для меня Заводной апельсин фильм никогда не станет на полку с такими экранизациями как На игле, Реквием по мечте, Бойцовский клуб, которые жанрово близки, а содержательно…

    Это про Кубрика, а не про Алекса.

    4 из 10

    только за смелость в фильме на время его проката

    30 января 2014 | 23:46

    После великой «Космической одиссеи 2001 года» к Стенли Кубрику было приковано много внимания, ясное дело, что фильм стал революцией, зрители такого раньше не видели и всем было интересно, чем же на этот раз режиссер удивит мир. Изначально, роман Энтони Бёрджесса не впечатлил Кубрика, он не видел его способов реализации через кино, позже он пересмотрел свое видение истории и переписал сценарий. Но вышло так, что такой смелый проект никто не решался финансировать. Многих отталкивало то, что фильм в нелицеприятном виде выставлял правительство. Поставленный Кубриком «Заводной апельсин» совсем не понравился автору романа. Основной претензией была слишком смелая трактовка истории самим Кубриком.

    Все картины именитого режиссера созданы для развернутого понимания действительности, зритель Кубрика должен быть разносторонним человеком, у которого в багаже обширный жизненный опыт. «Заводной апельсин» посвящен рассуждениям о природе насилия и термина злости в современном обществе, а так же всеобъемлющему контролю со стороны правительства. Вопросы для Кубрика насущие, и не только для него одного, а для целого поколения. Фильм пропитан жестокостью и ненавистью, он погружает нас в мир хаоса и ужаса, в атмосферу, которая с бешеной силой давит.

    Первая часть фильма знакомит нас с совершенно неуравновешенным и жестоким юношей по имени Алекс ДеЛардж. Он главарь банды малолетних преступников, все, чем они занимаются — это избиение невинных людей, изнасилования женщин и грабежи с разбоями. Алекс называет это «ультранасилием». Его главным увлечением можно считать музыку, особенно он любит Людвига вана Бетховена. Больше юношу ничего не волнует, он не ходит в школу, обманывает родителей и просто ненавидит весь мир. Прекрасным и завораживающим он считает — убийства и драки. Алекс ненормальный, как на него не посмотри. В нем нет никаких положительных качеств. Однажды друзья из банды подставляют его, он попадает в тюрьму, сроком на четырнадцать лет.

    Вторая часть показывает невыносимые тюремные будни Алекса, который готов пойти на все, дабы поскорее выйти из тюрьмы. Он решается на добровольный эксперимент, который представляет собой принудительные просмотры жестоких фильмов и употребление неизвестного препарата. Главное свойство это препарата заключалось в том, что если человеку хотелось кого-то избить или изнасиловать, ему становилось невыносимо плохо, и ощущение было равносильное смерти. Вдобавок Алексу, при просмотре фильмов, включали его любимую Девятую симфонию Бетховена. Для него это было самой настоящей пыткой. Спустя две недели лечения, его выпускают на волю. Юноша сразу же встречается с жестокостью окружающего мира, сначала собственные родители не разрешают ему остаться дома, потом его избивают старые друзья, ну и вдобавок человек, у которого умерла жена из-за того, что банда Алекса изнасиловала ее пару лет назад, решает расправиться с ним своими собственными жестокими методами. Юноша становится жертвой окружающего мира и пешкой в руках правительства, которое использует его в своих гнусных целях.

    Режиссер не отвечает нам на вопрос — «Откуда зарождается жестокость ?» Алекс был из хорошей семьи, которая жила в достатке, он ни в чем не нуждался, только почему-то стал озлобленным и жестоким. Режиссер проводит параллель между тем, как Алексу не приятна жестокость по отношению к себе, например когда его допрашивают в отделе полиции или при избиении друзьям, и когда он сам наносит вред окружающим, от этого юноша получает истинное удовольствие. Когда же на нем ставят эксперимент, чтобы превратить зло в добро, у правительства получается не человек, а практически робот. Алекс не мог контролировать себя, он не мог делать того, чего ему хочется. Его лиши главного — выбора. Когда он вышел из тюрьмы, мир оказался жесток, его окружение ничем не лучше его, они избивают и унижают Алекса, а он и сделать ничего не может. Правительству нужен тотальный контроль над народом, так на примере Алекса, режиссер и показал нам подчинение человека властями. То что, Алекса лишили выбора — это полбеды. Главная проблема заключается в непонимании своих ужасных поступков самим Алексом, он не изменился, а остался тем же жестоким парнем, которым был вначале. Путь к исправлению каждый человек должен начинать с осознания своих собственных ошибок, наш герой этого так и не сделал, отсюда такой ужасный конец.

    Я считаю, что «Заводной апельсин» — это пик режиссуры Кубрика. У него появился свой стиль и уникальная манера съемки. Это фильм самый Кубриковский, если можно так выразиться. Если речь идет об этом режиссере, то в первую очередь всегда вспоминается «Заводной апельсин». Для меня главная особенность этой картины заключается в создании ужасающего мира, который навеивает страх и боль. Страшно поставить себя на место какого-либо персонажа в этой истории. Особенно сочувствуешь жертвам Алекса и его банды. Они причиняют вред обычным, ничем не провинившимся людям.

    Немало важным аргументом была отличная музыка. Классические произведения делали происходящее на экране более эпичным и даже предавали оттенок юмора, а где-то наоборот усиливала чувства опасности. Очень сильную актерскую игру продемонстрировал Малкольм Макдауэлл. Очень характерный персонаж, эта роль по праву стала культовой и не зря ее считают одним из самых ужасающих перевоплощением в истории кино.

    «Заводной апельсин» — главный фильм Стэнли Кубрика, здесь он уже до конца сформировался как режиссер. Картина получилась жестокой и тяжёлой, смотреть детям ее не рекомендую. Этот фильм поднимает важные вопросы формирования личности, жесткости среди молодёжи, а так же всеобщего контроля со стороны правительства. Для тех лет картина смелая и провокационная, «Заводной апельсин» проливает много света на вопросы, которые сейчас нас так сильно волнуют.

    9 из 10

    4 декабря 2014 | 17:53

    Молодой Алекс и его банда любят проводить время за разными занятиями: пить moloko в баре korova, развлекаться с девицами, эпатажно наряжаться, невинно задираться со всеми встречными-поперечными и слушать Людвига Вана (Бетховена). Но самое любимое занятие Алекса сотоварищи — ультра-насилие в виде театрализованных преступлений. Естественно, что однажды подобное «веселье» должно было кончиться…И тут «страдальцем» уже становится сам бывший главарь Алекс.

    Вообще-то роман английского писателя-анти-утописта Энтони Бёрджесса скорее посвящен относительно узкой проблеме: манипуляция личностью со стороны государства. Кубрик же замесил явно более провокативный и ершистый коктейль из китча, критики общества потребления, бунта как искусства или искусства как бунта, формы проявления свободы и естественного состояния человека, ну и без политических манипуляций, критики бюрократизма, обезличивающего личность не обошлось тоже… Вправе ли государство и кто бы то ни было ради общественного блага жертвовать в столь циничных формах свободным (каким бы он ни был) выбором самого человека, вправе ли оно осуждать, и уж тем паче «исправлять» злодея, если оно само уродливо не меньше? Сии банальности — лишь вершина айсберга вопросов, возникающих по просмотре.

    Впрочем, еще гуще получился коктейль кинематографических изысков и провокаций Кубрика: сатира, фрейдистский гротеск, китч, соцреализм, антиутопия, социальная, экзистенциальная драма и, по правде говоря, много чего просто плохо идентифицированного. К изыскам относится и решение отдельных эпизодов, блистательно отработанных под классику бунтаря-Бетховена. Чего только стоит сцена группового секса Алекса с двумя девицами из музыкального магазина. Или сцена убийства с недвусмысленными фрейдистскими намеками…

    Есть и еще одна правда: фильм в любом разе получился едкий Трагедия молодого насильника, убийцы и любителя классической музыки кажется более близкой, чем трагедия людей, которым он причинил зло. Пожалуй, именно эта провокационная дилемма — самая сложная… Поэтому при всей бесспорности художественных решений смысловая нагрузка фильма не позволяет трактовать его однозначно.

    Не стоит забывать и о том, что фильм стал то ли послесловием к революции 1968 года, то ли предтечей революции сексуальной. К слову, Кубрик без особого стеснения (пусть и не возбуждающе — это ж Вам не «Греческая смоковница») эксплуатирует обнаженную не только женскую, но и мужскую натуру, за что Малькольм МакДауэлл превратился не в большую звезду большого кино, а в звезду кино на грани порнографии (ужас!!!). Пожалуй, наиболее близким к «апельсину» кинопроизведением стало «Последнее танго в Париже», где обывательство победило свободу и раскрепощение. Приговор, не факт, что справедливый, но суровый. Поэтому, как ни странно, революционный по форме и радикальный по содержанию фильм предстает все-таки пост-революционным в контексте социальном, возвещая консервативную контрреволюцию. Кубрик, как большой художник и едкий сатирик, заметил это раньше остальных, с удовольствием накинувшись на «буржуазное общество потребления», в какой-то степени оправдывая живого поначалу насильника-эстета на фоне уродливо насилующего общества.

    19 июля 2012 | 01:45

    Я до сих пор восхищён тем насколько же богаты в эмоциональном плане фильмы Стенли Кубрика. Большинство из них, на мой взгляд, не имеют даже определённого жанрового направления. «Заводной апельсин» — не просто фильм посвящённый анализу молодёжной преступности, а прежде всего эмоциональный шедевр, калейдоскоп насилия, музыки, непрерывного действия, которое таит в себе глубокий смысл, мораль. Талант Кубрика заключается в том что он способен перенести на целлулоид прежде всего эмоции, а не поступки. История кино знала достаточно мало таких гениальных личностей.

    Что насчёт визуального плана то фильм велликолепен, верх человеческих возможностей того времени. Стенли Кубрик играет эмоциями и чувствами зрителя словно марионетками, заставляя восхищатся, возможно даже ненавидеть себя за его столь реальное представление такой привычной нам жизни. Этот фильм, по — моему мнению, является одним целым, больным сюрреалистическим миром главного героя Алекса. Кубрик словно «изнасиловал» реальность, умело соединя искусство и насилие.

    Почему же мы любим этот фильм? «Заводной апельсин» — это всё самое страшное, порочное, больное но при этом восхитительное и желанное. Вы погружаетесь в дейсвие еа экране, невольно становясь частью злого мира Алекса; за него решает музыка, Людвиг Ван Бетховен сопровождает не только дейсвие на экране, но и те эмоции и ассоциации, которые непременно захлестнут ваш разум.

    Ни к чему больше слов. Совершенство бесценно.

    10 из 10

    8 сентября 2007 | 15:57

    Об этом фильме я впервые услышал достаточно давно, и почему-то у меня не возникло никакого желания его смотреть. Лишь позже посмотрев другие фильмы великого Стэнли Кубрика, я решил уделить внимание и этой картине. С самого первого просмотра этот фильм меня поразил. Я был от него в культурном шоке и с тех пор пересматриваю его как один из любимых. Сегодня пересмотрев его ещё раз, я понял, что готов выразить о нем свое мнение.

    Главным героем картины является семнадцатилетний Алекс. Он и трое его друзей образовали что-то вроде банды и терроризируют жителей своего города, насилуя, грабя и убивая людей, а перерывах между этим пьют молоко в баре восстанавливая силы. Алекс в этой банде безоговорочный лидер и не терпит когда посягают на его авторитет. Такое положение дел его друзей не устраивает, и они подставляют его. Теперь его приговорили к 14 годам заключения, но вскоре у него появиться шанс выйти на свободу гораздо раньше. Для этого нужно всего лишь пройти экспериментальный метод избавления от агрессии.

    Игра актеров в фильме выше всяких похвал. Им безоговорочно веришь и даже несмотря на то, что в реальности таких персонажей мы, скорее всего не встретит. Но картина эта ведь об ультранасилии, а значит, такая игра актеров здесь и должна быть. Безоговорочно солирует здесь несравненный Малкольм МакДауэлл. Многие называют его актером одной роли и в какой-то степени они правы, но зато какой роли! Эта роль ему далась просто блестяще и именно на его таланте этот проект и держится (ну и на режиссуре Кубрика, конечно же, не в меньшей степени). Им была проделана титаническая работа по созданию такого харизматичного персонажа, который уже вписал свое имя в историю мирового кино.

    Визуально фильм поражает своей яркостью и насыщенностью цветов. Для проектов того времени это большая редкость. Но особенно конечно запомнилась одежда героев, а особенно некое подобие трусов поверх штанов. Даже несмотря на кадры жестокости, картинка здесь действительно радует глаз.

    Музыкальное сопровождение здесь просто потрясающее. Классическая музыка в сочетании с саундтреками из старых фильмов создают ни на что непохожую атмосферу картины и делают ее действительно неповторимой. Что тут скажешь произведения Бетховена, они всегда шикарны.

    В общем, получилось ни на что непохожее кино, которое многие назовут щедевральным, а кто-то и до середине осмотреть не сможет. Я однозначно отношусь к первой группе. Меня этот фильм по-настоящему поразил и просто вывернул мой внутренний мир наизнанку. Такое кино и через 40 лет остается неповторимым.

    Браво Стэнли Кубрику!

    29 июня 2013 | 22:04

    Честно, после просмотра я нахожусь в некотором недоумении. Фильм силен, безусловно, и, что примечательно, проблемы, показанные в нем, до сих пор весьма актуальны. И главная из них — проблема жестокого насилия, распространенного у молодежи. Конечно, это очень интересная тема для обсуждения в любое время, в любом поколении. Но, как оказалось, способы борьбы с ней очень даже отличаются в разные времена.

    Фильм условно разделяется на две, даже на три части. «До», «Во время» и «После» так называемого лечения.

    В стадии «До» показан весь набор всего самого отвратительного и пошлого, что только может делать и видеть человек. Эта часть сплошь наполнена символикой «секс», «разврат», «жестокость», «пошлость» во всем, что только окружает главных героев, в местах, где они находятся, в том, что они делают.

    А вот в стадии «Во время» главный герой уже воочию убеждается в бессмысленности и отвратности того, что он раньше делал. Он просто смотрел. И, как ни странно, это доводило Алекса до безумия. В итоге — отвращение ко всему, содеянному им до лечения, и к тому, что он еще может сделать. Алекс становится человеком-марионеткой в руках правительства. Ведь у него больше нет выбора действия, остается только наблюдать, или того хуже, чувствовать.

    А вот здесь начинается уже третья стадия «После» лечения. Здесь нашему герою предстоит не только увидеть, но и почувствовать на себе свои же деяния, ощутить их последствия. Все, кому он когда-либо совершил зло оборачивают его вокруг него же самого, заставляя страдать так же, как страдали они когда-то.

    Вот эти моменты напрашивается главная идея, мысль фильма: «Ничто не остается безнаказанным и ничто не проходит бесследно и без последствий

    Теперь нашему дорогому Алексу негде искать помощи. И он сам это понимает. Но что еще ужаснее для него, даже попыткой самоубийства ему не удается избежать своих мучений. В итоге у Алекса возникает совершенно простая мысль, «Я совершал насилие — мне было хорошо. Я стал хорошим — мне стало плохо.» Вполне простая и понятная логика. А вот дальше действительно не совсем понятно как он поступит. Но судя по последним кадрам, возможно, герой вновь вернется на свой изначальный путь, о чем говорят последние кадры со словами «я излечился».

    В этом, наверняка, и состоит вся философия фильма. От чего излечился? От тяги к греху или от отвращения к этим грехам? Сложно сказать. Но лично я склоняюсь к последней версии.

    8 из 10.

    29 ноября 2010 | 14:06

    1971 г.
    Режиссер: Стэнли Кубрик
    Сценарий: Стэнли Кубрик
    В гл. роли: Малколм МакДауэлл

    Главный герой фильма Алекс — простой парень с определенными задатками лидера и очень сильно выраженной склонностью ко всякого рода насилию. Совершенно обычный самец, распространенного на матушке Земле вида homo sapiens. Только главные инстинк-ты: пожрать, поспать, отстоять свою территорию, ну и, конечно же, справить половую нужду. (Прошу прощения, кроме прочего он был достаточно умен и невероятно сильно любил музыку Людвига Ван Бетховена). Со своими дружками он постоянно придается ра-дости такого старого и доброго насилия: то бомжа запинают до полусмерти, то соседней банде столами да стульями по головам надают, а то и вовсе к мирным жителям запрутся в дом, сделают калекой мужа и жену зверски изнасилуют на его глазах. Изрядно подустав от бурно проведенного вечера, ребята, как правило, заглядывают в местную забегаловку с интерьером сексуально-извращенного характера, где пьют столь любимое ими… молоко.

    Однако не все коту масленица, и в один прекрасный день Алекса ловят, наконец та-ки, полицейские, вяжут и везут в местный участок, откуда, после суда, понятное дело, па-рень попадает в тюрьму. Отсидев там около двух лет, Алекс соглашается на медицинский эксперимент, придуманный новым правительством. Эксперимент, способный навсегда отвадить бедолагу от его опасных для человеческого общества пристрастий.

    С самого появления человека на мозолистых ладонях нашей планеты насилие было его главнейшим другом и соратником. Сколько бы не сменилось эпох, как не изменилось бы общество человечье, простые инстинкты остаются всегда на первом месте. И никакими лекарствами, лечениями этого не поправишь.

    Фильм — один из гениальнейших, на мой взгляд, фильмов всех времен и народов. С самых первых своих кадров он обещает зрителю шокирующее, злое, но к сожалению со всех сторон говорящее истину, зрелище. Насколько гармонично сплетены все компоненты этой картины остается лишь удивляться: визуальные образы, интерьеры помещений, игра актеров и, конечно же, музыка, музыка, музыка. «Это грех! Это грех» — кричит Алекс, ко-гда ему показывают сцены необузданного насилия под гениальные звуки Симфонии Љ9 Бетховена. От всего этого зрелища тошнит и воротит ровно также, как тошнит Алекса, ко-гда его лечат и потом, когда он не может ответить на любую обиду старым, как мир, спо-собом — ответным ударом. Признаюсь честно, во многих сценах второй половины фильма я сам мечтал, чтобы герой излечился, наконец, от этой тошноты…

    МакДауэлл сыграл эту роль просто гениально. Кубрик смастерил неумирающий ше-девр. Шедевр, который, не смотря на то как он порой претил всему моему существу, я не мог выключить, остановить, перемотать. Не мог даже взгляд отвести, словно голову мою зафиксировали, а веки закрепили теми самыми зажимами, чтобы я не мог даже закрыть глаза. И ведь все же опять встало на свои места. Герой излечился.

    «I «m walking in the rain, I «m walking in the rain… «

    10 из 10

    13 мая 2008 | 12:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 129 руб.
    DVD, 129 руб.
    DVD, 396 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton26 364 020
    2.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation11 451 746
    3.Синистер 2Sinister 210 542 116
    4.Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 478 326 530
    5.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.7 317 374
    21.08 — 23.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Фантастическая четверкаFantastic Four159 207 141
    2.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.99 430 069
    3.Синистер 2Sinister 269 971 203
    4.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation35 462 019
    5.Упс… Ной уплыл!Ooops! Noah is Gone...26 979 715
    20.08 — 23.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 803 636266 735
    Деньги442 852 588 руб.33 014 497
    Цена билета245,53 руб.21,14
    20.08 — 23.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Джентльмены удачи8.476
    41.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.468
    42.Запах женщиныScent of a Woman8.468
    43.Огни большого городаCity Lights8.468
    44.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.465
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.СтажерThe Intern93.33%
    32.ФранкенштейнVictor Frankenstein93.25%
    33.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.24%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice93.18%
    35.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I93.08%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    КаникулыVacation9
    УльтраамериканцыAmerican Ultra9
    Синистер 2Sinister 222
    Фантастическая четверкаFantastic Four47
    Шальная картаWild Card23
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.547
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.7.924
    КаникулыVacation7.132
    УльтраамериканцыAmerican Ultra6.807
    Необыкновенное путешествие Серафимы
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 4703.09
    Темные тайныDark Places10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    Шальная картаWild Card24.09
    ЭверестEverest24.09
    премьеры