всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • На прилавке музыкального магазина, на 26 минуте фильма виден девятый студийный альбом группы The Beatles «Magical Mystery Tour».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • еще 15 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3560 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сначала я прочитала книгу, а уже потом посмотрела фильм. Первое, что меня поразило, это Алекс в исполнении Макдауэлла. Читая книгу, поначалу к герою испытываешь противоречивые чувства (больше неприязни, конечно), а вот в киношного Де Ларжа я влюбилась с первого кадра — этот взгляд, эта жуткая ухмылка, забавные реснички — и потом в течение всего фильма я так и не смогла себя разубедить, что старина Малкольм играет выродка. И поэтому Алекс Кубрика мне показался более несчастным и заслуживающим сочувствия и так хотелось отомстить его gryaznym дружкам! По-моему, получилась достойная экранизация.

    Возможно, моё впечатление искажено, потому что я читала книгу в оригинале и не все тонкости смогла уловить. Советую почитать A clockwork orange на английском, получите удовольствия от всех этих old ptitsas, devotchkas and maltchiks, pee and em, skoteenas, creeching one’s head out and so on and so forth.


    Кстати, в своё время в фильм на главную роль хотели утвердить кого-то из моих любимых Роллинг Стоунз.

    13 июля 2007 | 12:03

    В прокате в России этот фильм вышел где-то в 1999 году. По понятным причинам, в нашу страну подобные фильмы не пропускались.

    Я бы назвала это классической чернухой. Однако, это не сравнить с русскими шедеврами. Типа «Груз 200» и все в таком роде. Да и к тому же. Это же Стенли Кубрик!

    За последние пару лет мое сознание изменилось и я гораздо проще отношусь к подобным фильмам.

    О дааа… Малькольм Мак Дауэлл великолепен.

    Сложно представить, что этот седовласый мужик, когда-то был молодым и привлекательным.

    Не стану пересказывать сюжет, не к чему. Кому надо посмотрит или прочтет на кинопоиске.

    А музыка? О боже, что там за музыка! Классическая, которая ассоциируется с чем-то возвышенным и прекрасным.

    И тут же жестокое насилие.

    У фильма есть смысл. И гласит он о том, что из волка никак не сделать овечку. Никогда!

    Всем советую (точнее людям с крепкими нервами и после 18 лет).

    10 из 10

    2 февраля 2010 | 15:56

    Выше огненных созвездий,
    Брат, верши жестокий пир,
    Всех убей, кто слаб и сир,
    Всем по morder — вот возмездье!
    В зад пинай voniutshi мир!


    С самого начал фильма мы попадаем в атмосферу футуристической Англии полную «ультранасилия». Главный герой тут же покоряет нас своей харизмой. Таких отрицательных персонажей очень мало и если вам встретится подобный вам крупно повезет. Малкольм МакДауэлл подает нам наглого и жестоко Алекса, испытывающего ненависть ко всему живому и любящего классику. Он с легкой непринужденностью нарушает почти все заповеди Бога. Можем мы его осудить? Возможно. Готовы мы относится к нему хуже? Ни за что!

    Но вот и нашего коротышку Алекса достает рука «реальной жизни», и вот уже сам он страдает, а не другие (кто смотрел — поймут, кто не поймут — посмотрят). И тут к нам стучится главный смысл фильма… Впрочем нет, я не могу назвать что либо здесь главным смыслом. Каждый найдет в этом фильме, что-то свое «главное», ведь в оригинальной книге четыре главы каждая из которых учит нас чему либо. Фильм естественно почти все передал в наилучшем виде, но все же я посоветую посмотреть и прочитать, так как фильм это лишь представление режиссера, а книга представление автора и они могут не совпадать. Итак, одна из идей фильма описывает такое явление как вопрос выбора. Однажды тюремный «свищ» (по моему он) говорит очень важную фразу: «Когда человек перестает делать выбор, он перестает быть человеком». Однако является добровольное лишение себя выбор, таким своеобразным выбором? Каждый решит сам, а я лишь подведу итог сказав, что актеры, атмосфера, сценарий и особенно костюмчики, это все достойно высших похвал. Я советую всем посмотреть этот шедевр(и по возможности с книгой познакомится)

    10 из 10

    Аминь и прочий kal.

    27 октября 2013 | 02:14

    Стэнли Кубрик — один их тех режиссёров (так и хочется сказать один режиссёр), что снимают за всю свою жизнь порядка пятнадцати фильмов, но так, чтобы после него это наследие осталось и более того — продолжало жить, приобретая со временем культовые формы. Действительно, фильмы Кубрика и по сей день остаются одним из самых противоречивых явлений мирового кинематографа — за них готовы драться, их готовы поливать грязью, считать безвкусицей и боготворить. Практически каждая картина сего режиссёра становилась впоследствии культовой, а некоторые — и вовсе явлением. Данное явление «Заводной апельсин».

    Смотря на картину сегодняшним очерствевшем взглядом, глазами, что казалось бы повидали уже так много — все эти напасти, сама форма содержания в виде «ультранасилия», жестокости без какого-либо закона и кармы уже понимаешь почему так скучно при просмотре. Но стоит тут же посмотреть на год производства фильма и тогда вполне логичным будет как минимум ахнуть. В те времена, когда в советской России ещё не появляется «Эммануэль», Кубрик уже снимает такое, что снимают сейчас, в 21 веке. Режиссёр-провидец изливает своё видение нашей с вами современной, глобализированной сути человека-животного, человека каменных джунглей. Тот же ХайТэк стиль, больше свойственный современным квартирам тогда словно намеренно показывает нас с вами в будущем, то, чем все мы охвачены в той или иной степени, но умело это скрываем.

    Итак, стоит разобрать самого Алекса, блестяще сыгранного Малкольмом МакДауэллом, что в последствии будет играть в кино всю жизнь. Насилие рождаётся в самом Алексе, но идёт скорее из мира сего, из общества и из той свободы, что была уже тогда. Сейчас, собственно говоря, её гораздо больше при гораздо большем кол-ве лиц в правоохранительных органах — ещё одно видение будущей ситуации Кубрика. Алекс считает, что всё ему позволительно — он просто берёт, не задумываясь над тем, что его кто-то может остановить. Но в последствии его останавливает не кто-то, а что-то — он сам. Его сущность в нём играет злую шутку, сущность, которую обманным путём решили посадить в клетку и обливать ледяной водой каждый раз, когда захочется убить кого-нибудь, изнасиловать… И вспоминается история с Франкенштейном, здесь словно убив в нём монстра — они создали другого монстра, уродливого и беззащитного. Монстром он предстаёт в «современном» обществе именно благодаря своему уродству, уродство же идёт из его прошлых поступков, активно печатаемых в газетах. Делая из него беспомощного гражданина, они напрочь забывают о том, в какой именно среде крутился этот молодой человек и что с ним будет на пути исцеления.

    И всё ту же старую истину, активно пропагандируемую больше в современном обществе, нежели тогда (если не брать новый завет в расчёт) читает нам с экранов Кубрик в лице ультранасилия — «Не плати злом за зло». И вот ультранасилие уже в руках у старикана-писателя, что ещё недавно сам был жертвой этого ужасного явления человеческой сущности — глаза зловеще смотрят вверх, сумасшедшая улыбка и изгибающийся от боли и тошноты Алекс, собирающийся покончить с собой. Всё это лишь итог той истины, что идёт из верховных деяний, высших и самых светлых. Кубрик, даже глубоко неверующим человеком всё равно мог бы снять этот фильм, исполняя роль пророка на творческий эпостасии, режиссёр как современная альтернатива картинам великих художников другой эпохи.

    Кубрик — явление, фильм — воплощение культовости. О нём и о самом фильме можно говорить очень долго, рассматривать как критику, так и восторженные возгласы и одной рецензии не хватит.

    Один из самых противоречивых фильмов мирового кинематографа, возможно, самого культового режиссёра, проповедующий нам о том, что «ультранасилем нельзя платить за ультранасилие». Алекс торжествует.

    11 августа 2011 | 20:54

    Отвратительное по сути кино. Исковерканый смысл книги. Причём, сделано это так от души, что зрители, не читавшие книгу, даже не понимают, что этот самый смысл там свосем другой! Автор не это вкладывал в свою историю!

    Режиссёр ударился в красивую картинку, кучу нарисованных, вылепленных, натуральных сисек и писек, необычные ракурсы, тупые взгляды в камеру, но настолько покромсал сюжет, что логика поступков героев теперь выглядит совершенно иначе!

    А уж костюмы — это верх идиотизма! Кубрик, конечно, сколько раз мне не попадался, столько раз не нравился. Но тут сам себя превзошёл. Зачем было изобретать велосипед, если в книге было подробно описано, как одевались, что делали и как говорили герои? Если уж режиссёра не устраивало написанное, то стоило писать самому… Ну ладно, сейчас-то уж что…

    В общем, только книга! Фильм стоит внимания только как некая классика кинематографа. Так сказать, партия провозгласила, мы все послушались и считаем, что это шЫдЭвр.

    29 апреля 2010 | 02:55

    Красный экран. Именно так начинается лента известного во всем мире американского режиссера Стэнли Кубрика. Красный цвет — цвет насилия, ярости, крови. Что вы испытываете при таких ассоциациях? Бурлящее нутро так и хочет вырваться и закричать, убить и изнасиловать. Ты не в праве себя контролировать. Это твое потайное Я, это ты, но другой. В каждом есть это, каждый способен на убийство и прочие грехи. Просто многие очень хорошо притворяются и прячут свои чувства. Может, так и надо делать. А может и нет.

    Пустой красный экран исчез, он сменился синим, затем название и вот, наконец, первая сцена. Злобный взгляд. От него нельзя оторваться. Ты смотришь, но понимаешь, что сейчас произойдет не самое благое деяние. Камера отдаляется. Мы видим четверку эдаких психов в придурковатых костюмах «а-ля так модно». В руках молоко. Да. самое обычное молоко, только здесь оно пробуждает ультра-насилие. И вот, напряжение достигает апогея. Начинается самое интересное. Кровавые сцены, изнасилование, грабежи, разбои — что тут еще скажешь, это хаос, анархия. Это настоящий фурор. Ненароком становится страшно, что это всего лишь дети. А все написано на лицах. Жуть.

    И так первую половину фильма. Теперь все будет иначе. Нет больше насилия и злости. Алекс другой. Он, может, и хочет избить, ударить или просто потрахаться. Но не может. Его излечили. Ради его же блага… На него жалко смотреть. Он — ничтожество… Весь это путь становления личности Алекса мы проходим с гаммой эмоций на лице МакДауэлла. Мы ненавидим, любим, сожалеем и боимся. Мы испытываем то, что должны. Это действительно необыкновенная роль. Это психическое расстройство на лице обычного человека. Это уникальный персонаж, неподражаемый образ. Один только финальный эпизод в больнице чего стоит. Многообещающий Алекс с открытым ртом. Он изменился, он вернулся. Он хочет насилия. Зрители видят все становление личности, мы наблюдаем за тем, как обычный парень дважды меняется, но все равно остается другим.

    Все это эмоциональное буйство (… пишем, расстройство запоминаем) сменяется восхитительными видами, то бишь оператор без своей порции благодарности не уйдет. Феноменальные виды ужаса. Все это вызывает отвращение, но неподдельную радость того, что это так эффектно, а главное — эффективно показано. Кубрик передал фильму самую настоящую атмосферу ужаса, сострадания и страха. Мы сходим с ума. Мы переживаем и боимся. Мы можем долго ругать откровенность, но в глубине души каждый останется доволен.

    Весь фильм, как гимн насилию. В нем раскрывается вся ее природа. Насилие показано со всех сторон. Тут будут и те, кто попался и те, кто ловили. Каждый получит по заслугам. Психические проблемы на лицо, но проблемы социальные стоят все тем же ребром, образовывая еще один краеугольный вопрос. Никаких положительных сцен. Если кровь, то много, если секс, то самый жесткий, если откровенные сцены, то самые подробные и детальные. Нет здесь улыбок и искренних чувств. Да, нам может быть жалко, но жалко кого? Того, кто бил или того, кого били двадцать минут назад? Жалеть некого, потому эмоции опять отходят на план второй. В этом происходит некое умерщвление всей человеческой сущности, восстановить которую уже нельзя.

    Каждый может оказаться на месте жертвы. Эта вакансия всегда свободна. Пока мы не очутимся на месте избитого бомжа, мы будем его избивать, даже не думая о том, что ОН все видит и за грехи нам воздастся. Немного религиозно, но ведь тот же Алекс так усердно читал Библию. Только не забывайте ради чего он это делал…

    10 из 10

    2 января 2011 | 17:12

    Возможно один из лучших фильмов великого Стэнли Кубрика, фильм поразил всем и в первую очередь своей «театральностью».

    Оценка: 10 из 10!

    4 июня 2006 | 16:42

    Алекс де Ларж и его банда, таких же, как и он отморозков, в перерывах между распитием молокаина, совершают бесчеловечные акты насилия. Подобный образ жизни вполне устраивает молодого садиста Алекса, но «благодаря» своим дружкам он попадает в тюрьму. Естественно, что там ему совсем не сладко. И вдруг он узнаёт об экспериментальной программе по излечению от всякой агрессии. Но Алекс хочет принять в ней участие не потому что он действительно хочет излечиться, а потому что хочет поскорее выбраться из тюрьмы. Из тюрьмы его выпускают, но теперь всё становится совсем по-другому. Родителям он совсем не нужен, а те люди, над которыми он издевался, с удовольствием ему мстят.

    Суть лечения состояла в том, чтобы при акте насилия человек испытывал физическое отвращение. Но излечило ли это Алекса. НЕТ. Он теперь не может совершить насилия (даже в целях самозащиты), но зло осталось в нём, он остался всё тем же садистом, что и был. Алекс стал лишь беззащитным человеком, которого могут побить даже бомжи. Он стал не способен совершить насилие, но стал неполноценным человеком. Эта ситуация напоминает известные антиутопии «1984» Оруэлла и «Мы» Замятина. Главные герои выделялись из общества и были насильственно «вылечены». Возможно, стоило подвергнуть каждого человека» лечению» и тогда бы не было в мире насилия, но все бы мы превратились в заводных апельсинчиков без воли.

    Увы, зло в мире неискоренимо. Алекс всегда будет злым и его никак не вылечить. И такие алексы будут всегда. И ничего с этим не поделаешь.

    Малкольм МакДауэлл сыграл садиста Алекса убедительно и достоверно. Эта роль так и осталась лучшей в карьере МакДауэлла.

    Саундтрек изумителен. Вальтер Карлос блистательно обработал музыку Бетховена. Музыка полностью подходит под фон сделанный Кубриком.

    Стенли Кубрик. Даже по одному этому фильму его можно смело назвать великим. Великолепно выстроена композиция фильма. Конец не дополняет, а скорее опровергает начало. В Заводном апельсине Кубрик создаёт пессимистичную и неповторимую атмосферу. А сцена, когда Алекс избивает своих подручных — просто гениальна. Насилие в этом фильме Кубрик используется лишь как средство для донесения своих идей. Никакой пропаганды в этом совсем нет.

    Стенли Кубрик создал культовый шедевр, который даже сейчас оказывает сильнейшее влияние и заставляет задуматься об очень многом.

    10 из 10

    28 августа 2009 | 18:44

    Я раньше очень много слышал об этом фильме, но всегда, когда даже находилось время, да и настроение было подходящим, я избегал встречи с этой лентой. Мне еще изначально не нравился сюжет, он мне показался каким-то непонятным и глупым. После просмотра я свои взгляды немножко поменял. Во-первых, фильм оказался очень сильным в плане режиссерской постановки, во-вторых, мощь ощущалась и от актерского состава, особенно от главного героя, который буквально вселился в образ Алекса. Если еще до просмотра я был настроен крайне негативно против сюжета, то потом увидел и осознал, что сюжет здесь отменный. В нем присутствует много разнообразных компонентов, которые вместе создали отличное филососфское, фантастическое, драматическое, жизненное кино. Здесь много чего заслуживает похвалы, фильм действительно получился успешным, но для меня он только на один раз и не более. В некоторых моментах фильм был очень неприятным, и вообще в нем всегда присутствовало что-то плохое, что-то очень скрытное и крайне напряженное. На просмотр этой ленты нужно особое настроение, то есть не желанно смотреть его в то время, когда Вы пришли уставшие с работы и хотите как-то отдохнуть и развлечься с помощью кино, уверяю Вас, «Заводной апельсин» заложит в вашу голову кучу разных вопросов и заставит обдумывать фильм с ног до головы.

    Вот не понятно, главный герой Алекс был таким из самого рождения, или он таким стал в процессе взросления, которое дало возможность компактнее изучить мир и людей, которые его окружают каждый день. Все таки мне кажется, что Алекс родился с определенными психическими отклонениями и расстройствами. Алекс — это редкий подонок и выродок, который может отравить человека своей скверной душой и злобным взглядом. Этот урод не понимает, что такое боль, страдание, потеря, для него эти слова просто слова, они не имеют никакого весомого значения. В свои молодые года, Алекс насилует женщин, калечит бродяг, издевается над всем живым. Понятное дело, что к этому парню кроме отвращения больше ничего не испытываешь, его хочется собственноручно задушить. Но как ни странно, в Алекса здесь особая роль, которая должна помочь человечеству в будущем. «Заводной апельсин» — очень неплохая криминальная драма, которую я никак не могу назвать шедевром, ибо это вполне обычный фильм, где нет ничего грандиозного и шедеврального. Очень понравился исполнитель главной роли актер Малкольм МакДауэлл, отлично сыграл своего героя.

    Наш мир для нас же самих станет не реальным, если в один день жестокость полностью исчезнет. Нам будет казаться, что мы спим и все это всего лишь только сон. Представьте себе на минутку, что наше общество попадает под тотальный контроль, в ходе которого, из всех нас с помощью гипноза или какой-то терапии выгоняют плохие привычки и лечат всякого рода психические отклонения. Как Вы думаете, был бы мир таким разнообразным, если бы из всех нас сделали бы идеальных людей? Я думаю, что нет! Наше общество больное психами, маньяками-убийцами, насильниками и другой мразью, эти люди жили, живут и будут жить в нашем мире, и на мой взгляд, пытаться их вылечить — дело безрезультатное. От просмотра фильма у меня впечатлений как кот наплакал. Я считаю, что Стэнли Кубрику получилось экранизировать роман, но смотря это кино, я честно говоря не знал как к нему относится. С одной стороны — это драма с привкусом криминала, но здесь также присутствует фантастика, не очень значительная, но все же она есть. Хочется отметить главный атрибут этой ленты, — атмосфера здесь пропитанная каким-то сумасшествием, фильм может мне и не очень понравился, но запомнился своей психически тяжелой обстановкой.

    Я не понимаю, почему из этого фильма сделали что-то «неземное», я не могу понять, почему для многих криминальная драма «Заводной апельсин» режиссера Стэнли Кубрика — это шедевр и культовая лента, которую должен посмотреть каждый ценитель хорошего кино. Этот фильм обычный обычного, скажу даже больше, Стэнли Кубрик снял одноразовое кино, в котором присутствует довольно таки интересная идея, но лично я, смотреть это кино еще раз не собираюсь ни в коем случае. Уважаю, но не люблю режиссера Стэнли Кубрика, я не мало смотрел его картин, и ни одна мне не понравилась. Назвать его плохим режиссером никак не могу, этот человек много раз номинировался в Оскаре как лучший режиссер, поэтому мне язык не повернется сказать о нем что-то плохое. Наверно, это хороший режиссер знающий толк в своих работах, да только мне его труд совсем не симпатичен. Фильм рассказывает не о том, насколько люди жестокие существа, это и так всем хорошо известно, а идея состоит из маленькой, может быть в будущем актуальной идеи.

    7 из 10

    21 февраля 2013 | 21:21

    Книга Энтони Берджесса была написана им в критический период жизни, когда он в безнадежном и упадническом настроении решил излить на бумагу некую историю, действие которой происходит в антиутопическом будущем. Предпосылкой к этому было происшествие, случившееся некогда с его женой: ее, беременную, избила группа пьяных солдат-дезертиров. Сюжет книги вполне соответствовал мрачному духу обстоятельств. Через несколько лет эта книга попадет в руки американского режиссера Стенли Кубрика. Попадет случайно и первоначально не вызовет у него никаких особенных восторгов. Языковая изощренность Берджесса представляла проблемы для реализации на экране, но не зря сам Кубрик говорил, что то, что может быть подумано или написано, может быть снято.

    Существуют множественные трактовки названия (к слову, Кубрик славился умением эффектно озаглавить свои фильмы). Сам Берджесс говорил, что название произошло от выражения «странный, как заводной апельсин», Уорнер Бразерс трактовала название иначе: «заводной апельсин — снаружи он здоров и цел, но внутри изуродован неподвластным ему рефлекторным механизмом». Так же существует версия, что orange — в переводе человек, соответственно название можно перевести как «заводной человек» (что, по большому счету, вполне совпадает с пассажем Уорнер Бразерс).

    Надо заметить, что решение снять «Заводной апельсин» было не спонтанным. В 70-х в Голливуде образовалась некая новая волна, предпосылками к которой была отмена «Кодекса Хейса» и прибыльность низкобюджетных проектов с бунтарским и порой шокирующе жестоким и откровенным содержанием. «Молодежное кино» вошло в моду, а лондонская элита с нетерпением ждала экранизации «Заводного апельсина», о которой давно ходили слухи. Почва была намечена.

    Для начала стоит остановиться на перфекционистском подходе Кубрика к визуализации фильма. Картинка всегда говорит яснее и громче любых, даже самых изощренных слов, и тут она хороша. Стилистика фильма призвана подчеркнуть соседство двух крайностей в «Заводном апельсине»: с одной стороны развитие технологий и техническое совершенствование, с другой бедность и культурная нищета. Лучше всего с задачей мог справиться поп-арт, в достаточной мере вульгарный и иконографичный, он способен был полностью отразить моральную бедность общества под гнетом государства. Вдобавок это удачно пересекалось с идеей тоталитаризма и одинаковости, о которой говорилось в романе. Как дополнение к нему, в архитектуру были внесены элементы глухого и скучного конструктивизма, контрастом оттенявшие клоунский поп-арт.

    Также много места уделено сексуальной символике — будь то интерьер бара Korova, наполненный женскими манекенами, или статуэтки в доме Дамы с кошками. Народность и символичность поп-арта оказались очень пластичными, и до сих пор образы «Заводного апельсина» живут в массмедиа, из сборника поп-культуры превратившись в ее атрибут.

    Идейная сторона картины выступает доктором, препарирующим безнадежно больного пациента. «Наши соотечественники никогда не узнают себя в портретах» — говорил Оскар Уайлд, и общество как всегда не узнало себя. Отвернулось, гневно плюясь и ханжеским тоном припоминая славные времена цензоров, когда такой фильм похоронили бы задолго до начала съемок.

    Возмущаться было чему — помимо отсутствия порицания действий Алекса и его банды, фильм довольно жестоко обошелся с основными институтами власти. Церковь тут представлена сборищем фанатиков, которые вместо того, чтобы быть пасторами душ человеческих, становятся орудием запугивания и уничижения людей. Полиция спокойно принимает в свои ряды подонков, врачи бессердечны, газеты гонятся за дешевой сенсацией, правительство порабощает умы, родители совершенно лишены понятий любви и привязанности, гонятся лишь за воображаемым идеалом сына.

    Этот мрачный мир, еще более усугубленный симметрией картинки и «одинаковостью», является карикатурой на современное общество, гротескной и пессимистичной. Кроются тут и некие намеки — так moloko, которое так упоенно пьют в баре главные герои, явно является прямым наследником ЛСД, сильным синтетическим наркотиком-стимулятором, именно molokoм «заряжается» Алекс с бандой.

    Общество не столько ненавидит Алекса, сколько боится увидеть Алекса в себе. Этот полукарикатурный герой с накладными ресницами на одном глазу, котелком на буйной голове, страстной любовью к Людвигу Бетховену и тягучим выговором лондонской элиты вобрал в себя удивительную эссенцию жестокости, но пугает именно его равнодушное отношение к своим действиям. Для него насилие — очередная разновидность игры. В сочетании с интеллигентной выправкой это производит сильное впечатление. Надо сказать, что Малкольм Макдауэлл обладает этой редкой гармонией царственности, в своей игре он выдержан и властен с подчиненной ему бандой и подобострастен с вышестоящим начальством. «Человеческое, слишком человеческое», — говорил некогда Ницше, но именно утратив это иллюзорно человеческое, личность теряет свою персональную ценность.

    Можно представить себе волну негодования общества, когда оно увидело результат работы Кубрика. Фильм сразу заклеймили как пропаганду насилия, с исполнителем главной роли Малколмом Макдауэллом не здоровались знакомые на улице, кинотеатры отказывались прокатывать фильм. Но такая реакционная волна отрицания была заранее очевидна и ожидаема. Обидно было другое: за гневными выкриками не видны были художественные и идейные достоинства картины. «Фильмы всегда становятся замечательной показательной мишенью для наших ленивых блюстителей нравственности» — заметил один из журналистов. Несмотря на все заверения в пропаганде насилия, каких-либо весомых доказательств привести не удалось.

    Жестокость — неотъемлемая часть человеческой природы, Кубрик, со свойственной ему мизантропией, награждает всех своих героев этим качеством в полной мере — негодяи и мстители жестоки одинаково, даже если и борются за разные цели. И тем не менее человек всегда выбирает, эта идея является в романе Берджесса основной, через падение человек приходит к свободе выбора. В конце концов жестокость не искореняется, лишь выходит на новый уровень. Гитлер ужасен не только тем, как жесток и фанатичен он был, но и тем, что у него была возможность реализовывать свои мерзкие фантазии.

    Мне всегда было трудно однозначно поставить какую-то оценку «Заводному апельсину». Порой он слишком пугающ и правдив, а временами чересчур абстрактно-театрален. «Заводной апельсин» — это спектакль о жестокости, но ни в коем случае не ода ей, как считают многие. Слишком отстраненно смотрит на все это режиссерский взгляд проницательных черных глаз. И на протяжении всего фильма сквозит мрачная ирония — Алекс обращается к невидимым зрителям «drugi», как бы намекая на схожесть с ними. Это обращение, казалось бы такое незначительное, в контексте многочисленных обсуждений выходит на новый уровень — пусть каждый увидит в «Заводном апельсине» то, что хочет увидеть, заодно взглянув на себя и определив, правомерно ли это панибратское обращение к нему лично.

    16 июня 2009 | 20:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 385 руб.
    DVD, 129 руб.
    DVD, 385 руб.
    саундтрек, 493 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven29 156 595
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 223 762 435
    3.Убрать из друзейCybernatural15 845 115
    4.ДомHome10 608 947
    5.Дальняя дорогаThe Longest Ride7 020 782
    17.04 — 19.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.Офицеры8.385
    66.ПрислугаThe Help8.380
    67.МалышThe Kid8.369
    68.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.364
    69.Терминатор 2: Судный деньTerminator 2: Judgment Day8.362
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Земля будущегоTomorrowland95.22%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.19%
    8.ИнферноInferno95.09%
    9.Вне себяSelf/less95.07%
    10.В сердце моряIn the Heart of the Sea95.07%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron48
    Территория20
    Чем дальше в лес...Into the Woods62
    Форсаж 7Furious Seven104
    Призрак29
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.382
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron8.053
    Территория7.477
    Ночной беглецRun All Night6.632
    Битва за Севастополь7.864
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры