всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок Макдауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм Макдауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3213 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я из тех, кто прочитал книгу. После прочтения было много эмоций, захотелось увидеть фильм, чтобы четко представлять картину того времени. Но! Уже в первые 10 минут просмотра у меня пробежала мысль: «Что за бред?».

    Начнем по порядку:

    Вычурность. В самом начале мы видим бар, в котором присутствует вычурность, вульгарность. Вспомним маму Алекса… может я не понимаю чего, может это мода была ходить в латексных красных костюмах с фиолетовыми волосами? Как-то маму совсем не напоминает.

    Не понятно кто и где. Как-то нас толком и не познакомили с героями. Даже не чувствуется, что Алекс главарь. Ничего не говорится о его отвращении к Тему(Диму). Даже возраст героя ни разу не упоминался. По фильму это какой-то взрослый уже дядя и тот же Пит выглядит куда моложе, хотя по сюжету на пару лет старше Алекса. А что за непонятный атлет в доме старика, откуда он мог взяться?

    Что за сюжет. Стэнли Кубрик опустил очень много, на мой взгляд, сцен. Не говоря уже и последней, ради которой и писалась вся книга. А как же их еще один излюбленный бар «Дюк-оф-Нью-Йорк» и те самые старушки, которые в книге неплохо помогли банде. Это лишь некоторые опущенные сцены…

    Наигранность. Герои то и дело переигрывают: непонятные эмоции, интонации. Особенно старик сыграл ну уж очень неправдоподобно, по его выражению эмоций можно лишь сказать: «Извращенец!»

    Это лишь малая часть всего плохого в фильме (не умею я красиво писать, но тут не удержалась). Фильм сделан «а бы как», лучше бы сняли его на 3 часа, но зато включили бы все сцены из книги.

    Мой совет: Если вы прочитали книгу, то ни в коем случае не смотрите фильм и наоборот.

    22 августа 2014 | 23:15

    Великий фильм великого режиссера…

    Начну с того, что это самый лучший фильм Кубрика. Он идеален почти по всем параметрам, но после первого просмотра он может повергнуть в шок своей грязью и откровенным насилием, в особо извращенных формах. На момент выхода фильма, семьдесят первый год, экранизация романа Берджеса вызвала очень гигантский ажиотаж. Для зрителя не привычно лицезреть «ультранасилия» как это называл Алекс ДеЛарж.

    Игра актеров на высоте. Если честно, это единственный фильм, с участием Малькольма МакДауэлла, который я видел. Должен заметить справился с ролью он на «ура», до конца фильма не покидает ощущение, что этот подросток не сможет изменится никогда…

    Еще у этого фильма (точнее, в первую очередь у книги) есть одна фишка, которая называется «надсат», это молодежный сленг, который представляет собой записанные латиницей и при этом иногда искажённые слова из русского языка, например (ruker- рука, droog- друг, glazya- глаза) это еще больше придает определенный стиль для данной картины.

    Атмосфера фильма представляет собой коктейль из унылости страха и паники. Но это так завораживает, вы будете сопереживать главному герою, иногда будет его жалко, даже не смотря на то что он является отрицательным персонажем.

    На протяжении всего фильма просматривается основная мысль которая заключается в том, имеет ли государство право лишать человека свободы воли, пускай хоть и в целях наказания. И по сей день этот и все остальные вопросы, затронутые в фильме, остаются актуальны.

    Заводной апельсин — прекрасный фильм, который обязателен к просмотру. Спасибо Кубрику за этот шедевр.

    8 из 10

    13 июня 2011 | 15:54

    «С широко закрытыми глазами» — первый фильм Кубрика, который мне удалось посмотреть. И он произвёл на меня отвратительное впечатление. Именно поэтому Кубрик стал для меня тем, чьи фильмы лучше не смотреть, и просмотр «Заводного апельсина» откладывался долгими месяцами.

    Однако, «Заводной апельсин» меня поразил. Я ожидала всего: кровь, насилие, эротику (и всё это там было), — но всё же нашлось там то, чего я никак не могла ожидать. За всей этой смешной и страшной историей скрывается душераздирающая боль. Что меня могло так напугать в этом, на первый взгляд, совсем обыкновенном фильме про жестокость? Бесстрашный герой, которому на самом деле есть чего боятся? А ему ведь всего лишь нужна была любящая семья… А может меня так напугало насилие, которого в фильме не так уж и много, но которое прокрадывается в душу в поисках слабых мест? Может меня напугала вся эта правда, которую раскрывает Кубрик? Людям свойственно боятся правды. И герои этого фильма тоже люди.

    Кто-то увидит в этом фильме счастливый конец, т. к. «зло» за свои злые поступки получает по заслугам. Кто-то увидит вовсе не хэппи энд, а мрачный финал несчастного парня, которого изрядно помучила жизнь.

    Несказанно порадовала неповторимая музыка Бетховена, которую хочется слушать и слушать. Кстати, Бетховен как нельзя лучше подходит для саундтрека к «Заводному апельсину». Что-то в нём есть такое, что связывает его с главным героем этого удивительного фильма — Алексом. Прекраснейшие бетховенские сонаты — это лучшее, что можно было подобрать для такого сильного, чрезвычайно жестокого, но правдивого фильма.

    Хочется, конечно же, сказать про великолепно сыгравшего Малкольма МакДауэлла. Какая же неземная харизма спрятана в этом человеке! Сколько шарма, сколько чувств, сколько эмоций! Таких харизматичных актёров, способных ТАК сыграть, днём с огнём не найти! Алекс в его исполнении моментально запал мне в душу. Бесспорно, Малкольм невероятно талантливый актёр, который, как мне кажется, способен сыграть любую роль.

    В итоге, я очень рада, что добралась-таки до этого, без преувеличений говорю, шедевра. Теперь «Заводной апельсин» входит в список моих любимых фильмов, а со Стэнли Кубриком начну, пожалуй, знакомится поближе.

    10 из 10

    25 февраля 2011 | 02:07

    Стенли Кубрик. Какие ассоциации вызывает у нас это имя? Арт-Хаус, гротеск, сюрреализм, фарс. Это только первое, что приходит в голову.

    Заводной апельсин, это фильм снятый в «золотой век» Кубрика.

    Фильм рассказывает нам об Алексе, британском подростке, проповедующем идеи ультранасилия.

    Вечерами он со своими друзьями сидит в молочном баре Korova, пьёт «молоко с ножами», и избивает, убивает и насилует других людей просто для удовольствия. Алекс очень любит музыку и ассоциируя её с насилием, считает насилие, своего рода, искусством.

    Его можно назвать прото-версией Тайлера Дёрдона. Точно так же отвергая все постулаты материальных ценностей.

    Картина начинается с того, как Алекс со своими друзьями решают пойти «на дело». Они вламываются в дом некого писателя, жену которого насилуют, а его жестоко избивают. Это может быть метафорой, намёком на роман 451 градус по Фаренгейту Рея Бредбери. Избивая писателя, Алекс уничтожает культуру внутри себя.

    Единственный вид творчества, который он воспринимает, это музыка. И конфликт на её фоне приводит Алекса к ссоре со своими друзьями. Он ударяет одного из них, когда тот помешал девушке в баре петь. В результате чего, его друзья плетут заговор против него, и Алекс оказывается в тюрьме.

    Где его, как и всех заключенных пытаются исправить и сделать хорошими с помощью религии. Алекс не понимает этого, так согласно его мировоззрению, люди хотят сделать его хорошим, потому что они сами хорошие, и не хотят, чтоб кто-то отличался от них — хороших. Они интересуются, почему человек плохой, но почему человек хороший — не интересуются. Они хотят, чтоб все были хорошими. Чтоб не имели права выбора.

    Через культуру, религию, общество пытается навязать Алексу миролюбие. Они не понимают, что всё это тщетно, потому что именно музыка мотивирует Алекса на совершение преступлений.

    После, Алекс разрешает опробовать на себе новый метод «лечения» заключённых, так называемый «метод Людовика». Суть которого заключается в том, что человек прошедший через это лечение, физически не способен причинить кому-либо боль, так как он чувствует ужасную слабость, страх и тошноту, когда только думает о насилии.

    Алекс соглашается на это, потому что после лечения его выпустят из тюрьмы. Лечение длиться только 2 недели. И Алекс решает, что это намного лучше, чем сидеть в тюрьме еще добрый десяток лет.

    Но во время лечения, Алекс с ужасом осознаёт, что он действительно не может совершать преступления. Потому что сама мысль о насилии причиняет ему физическую боль. Кроме того, столь любимая Алексом музыка так же становится для него источником диких страданий.

    И здесь задаётся главный вопрос всего фильма — действительно ли лечение сделает человека добрым? Ведь добро исходит изнутри. Добро надо избрать. Лишившись возможности выбора, человек перестают быть человеком. Может быть, человек выбравший зло, чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?

    Когда Алекс выходит из тюрьмы, за ним приходит отмщение. Все, кому он причинял боль, причиняют боль ему.

    Алекс принадлежит к новой субкультуре. Их язык, это жаргон nadtsatyh, представляет собой английский, в котором некоторые слова заменены русскими. Так девочка превратилась в kisa, парень в patsan, рука в ruker, глаза в glazzja, ограбление в krasting, удар в tolcheck. Эти слова очень выделяются на фоне английского, когда смотришь фильм в оригинале. Как сказал доктор Бродский, это результат славянской пропаганды.

    Автор романа, по которому был снят фильм — Энтони Бёрджесс, посетил СССР в 1961 году, где много общался со «стилягами». Поэтому, русский был выбран как основа, жаргонного языка для английской молодёжи.

    Это был очень грамотный шаг со стороны Бёрджесса. Поскольку роман был написан в 1962 году, когда Советский Союз был на пике своего могущества. Тогда еще стоял вопрос, чья же идеологическая машина сильнее. Советская — коммунистическая, либо Западная, проповедующая идеи капитализма.

    Возможно, Бёрджесс не догадывался об этом, когда он писал роман, но он предсказал будущее. Смотря на его роман сквозь время, мы понимаем, что всё произошло именно так, как он и предсказывал, только не западные страны стали подражать социалистическим государствам, а наоборот.

    Все эти «пати», «луки», «маст си» и прочие западные выражения, проникшие в русский язык очень похожи на язык nadtsatyh.

    Кроме того, в книге Алекс вскользь упомянул о законе, согласно которому, каждый взрослый человек должен работать. А как мы помним, тунеядство преследовалось только в странах соцлагеря.

    Из всех этих мелких деталей складывается одно общее умозаключение. В мире Алекса социалистическая идеологическая машина победила. Здесь можно искать и корень зла. Который очень тускло просвечивался в книге, и тем более в фильме, но мы можем понять, откуда растут ноги ультранасилия, обернувшись на совсем не давние события, произошедшие в России. Потеря инициативы, разочарование в идеологии, подмена понятий, вследствие чего глубокий культурный и духовный упадок, приведший к многочисленным конфликтам на Кавказе и в средней Азии в девяностых. Геноцид славянского населения в Чечне приведший к гражданской войне, не это ли является ультранасилием?

    Алекс считал свою точку зрения единственной верной. Когда Тем спросил у него глядя на звёзды, есть ли жизнь где-нибудь еще? Алекс ответил, что скорей всего там тоже есть жизнь, такая же, как здесь: одни режут, а другие подставляют брюхо под нож. Это говорит нам о том, что в мировоззрении Алекса насилие было естественным и нормальным явлением в любом обществе.

    И насилие было не способом заработать денег, или выжить. Оно было самоцелью. Процесс ради процесса. Они грабили первую лавку, чтоб дать денег старым ptitsam, которые бы прикрыли их во время второго ограбления.

    В доме старой кошатницы, когда Алекс увидел изображение Христа, он описал его как «бородатый святой vek, весь нагой, висящий на кресте».

    Алекс представлял себя Понтием Пилатом, когда читал Библию, его возбуждали мысли о том, как он порет Иисуса розгами, когда тот несет крест на Голгофу.

    Автор книги Бёрджесс, являясь человеком религиозным, всеми силами хотел показать Алекса, как абсолютное зло, тем не менее, ассоциируя себя с ним.

    Тем самым подчёркивая дуализм происходящего.

    Кубрик же, поставил во главу угла художественную, артовую сторону фильма, сместив на второй план смысловую составляющую, уделив ей меньше внимания, чем в книге.

    Заводной апельсин — это художественное повествование. Где арт стоит на первом месте (в хорошем смысле этого слова, в плохом см. Мстители), что однако не мешает ему быть очень умным и глубоким фильмом. Не таким глубоким, как книга, по которой он был снят, к сожалению.

    27 ноября 2013 | 06:03

    Итак, дамы и господа…леди и джентльмены… Приглашаю всех вас на самый безумный танец — твист… Давайте потанцуем и немножко попьем чаю…

    I was a wayward child…
    I did not love my home…
    I did not love my parents…
    I did not love my world…

    Можете понимать это как приглашение на самое безумное чаепитие в вашей жизни, мы будем пить чай и вместе с ним отбивать ритмы твиста и кружиться под температуру и влажность сахарного сиропа и свернувшегося молока из за лимонной кислоты плода семейства цитрусовых. Поднимая молокаин в крови для нашего безумного танца, и дворецким, который сделает для нас этот гремучий чай будет Стэнли Кубрик… Кубрик всегда считался самым непредсказуемым чаемэном в истории кино. Все его творения отличались ярким насыщенным вкусом и притягательным букетом ароматов — он в них добавлял немного алкоголя и несколько граммов наркотика… Все его фильмы выходят за грани существующего кольца закона. Он легко разрушает полиэтиленовую завесу шаблонов и табу, прожигая в ней дыру своей пылкостью — границы, которые ни один режиссер не осмеливался никогда нарушать.

    «Пожалуйста, не выключай меня», — умоляет убийца компьютер HAL 9000 в «Космической Одиссее 2001 года», когда единственный оставшихся в живых пилот корабля, летящего к Юпитеру, одну за другой уничтожает ячейки его памяти, и которое кончает свою жизнь, распевая детскую песенку. Кубрик, единственный из американских режиссеров, знал, что переход через границы табу способен вызвать и дикое веселье, и дикий ужас. Всякий кто в детстве смеялся над черным, сортирным юмором поймет это. А может быть, только Кубрик оказался достаточно умным или смелым, чтобы заглянуть на эту приграничную полосу больше одного раза

    «Заводной апельсин» Кубрика вначале взрывоопасно весел, но в то же время жесток… мы обжигаем рот горячим кипятком. Некоторые кадры неумолимо крупны и гротескно карикатурны и симметричны (!!!). Некоторые сцены разрезают глаза на тысячи кусочков остро отточенным и смелым, голым натурализмом. Для еще консервативных 70х годов это был вызов. Кубрик показывает нам сатиристическое представление будущего: бар «Молоко», где естественно пьют молоко и всякие кисломолочные продукты для утоления жажды в молокоине. Весьма забавно смотреть, как четверо зазнавшихся в своей крутизне парней с меланхоличным видом пьют молоко.

    Молоко… что может быть смешнее? Даже само слово МоЛоКо смешное. Молоко — одно из лучших ингредиентов для нашего самого безумного чая. Фильм с первых секунд начинает шокировать: столы в виде голых манекенов со цветными волосами в интимных местах, квартет с ярко выраженными фаллическими ремнями-символами…Ох, уж этот фаллический символ…оно всюду — в картинке, в Иисусе, в произведениях искусства, в подтаявшем мороженом — первая часть фильма состоит из бесконечных фаллических символов и секса.

    Итак апельсин уже заведен, механизм уже тикает и скоро взорвется своей оранжевой сатирой. В фильме много смешного, совсем асексуальные старухи в одежде, как у вавилонских блудниц — писк моды будущего для пожилых шалунь. Итак давайте покружимся еще раз в свете прожектора оранжевой сатиры, все внимание на нас.

    Но фильм медленно вальсирует из этого ярко освещенного зала социальной сатиры в гораздо более темное помещение. Мы чувствуем, как сжимается кольцо вокруг Алекса, в тюрьме, оно слабо, но уверенно наделось на его шею.

    И вот в больнице счетчик оранжевой бомбы настиг своей апогеи и кульминации; и взорвалась, орошая все пространство в желтый свет физиологической жидкости социального ужаса и сатиры. Кадры настолько отталкивающе противны: безумные голубые глаза, пристально изучающие сцены и акты насилия, и принимающие все эти святотатства лишь Голливудскими фильмами. И вот второй ингредиент для нашего чая готов! — это апельсиновый сок, он для того, чтобы свернулось смешное молоко и чтобы вместо него появился внезапный, экспрессивный, острый социальный ужас свежевыжатого апельсинового сока.

    И финишная часть фильма: Наш герой Алекс вышел из больницы, он стал уже неспособным ни на что человеком. Секс для него — табу, ударить кого то для него -табу даже музыка для него — табу: все, что ему нравилось превратилось в одну сплошную блевотину. Он стал никчемной асоциальной личностью, которому не присуще насилие. Даже бомжи могут избить его и унизить, родители отказались от него, сделав предпочтение парню в женской, красной кофточке, но нам совсем не жалко Алекса, ну, может капельку… Третий ингредиент ложка сентиментального сахарка…

    Но вот в конце наступает преображение и нас с головы до ног ошпаривают кипятком. И когда это произошло общество с распростертыми объятиями приняло его в свою определенную социальную нишу и тем самым аккуратно замкнув круг и вернувшись в начальную точку. И финальные, явно для того, чтобы шокировать публику кадры тому пример: Я излечился! И очаровательная «солнце и прибой» улыбка на лице Малькольма, и парень с девушкой совокупляются под пристальным взором «ученого изучающего инфузорию туфельку под микроскопом» толпы пуритан…

    Мораль фильма такова, что если нет насилия, значит, нет и социального общества…. Последний, самый важный, но в то же время простой как воздухингредиент готов! Это банальный, обычный кипяток необычности и неожиданности. И вот наш чай готов…

    Обжигающе горячий, молочно смешной, апельсиново задорный и сахарно, притворно сладкий… Пейте на здоровье!

    9 из 10

    17 августа 2008 | 20:01

    Это история об Алексе — малолетнем преступнике, который вместе со своими друзьями совершает так называемые акты «ультра-насилия»: избивает бездомных бродяг, насилует женщин, грабит дома… Совершив случайное убийство, Алекс попадает в тюрьму, где должен отсидеть двенадцать лет, но в место этого, он решается пройти некую эксперементальную обработку по подавлению тяги к насилию, что бы получить досрочное освобождение.

    Фильмы подобные «Заводному апельсину» как правило получают очень контрастные отзывы. Одни выставляют его в свете «обыкновенной пошлости», другие — «эталоном интеллектуального кино». Стоит сказать, что фильм не до конца раскрыл бы заданную режиссером тему, если бы Кубрик урезал моменты насилия и жестокости, потому что именно они могут настроить зрителя на нужную волну восприятия не только социальной проблемы общества, связанную с подрастковой преступностью, но и скрытыю режиссером философию, посвященную сущности человека.

    Стенли Кубрик в «Заводном апельсине» провел анализ всевозможных причин подрасткового криминала. Например, многое становится понятно в сцене где родители Алекса беседуют на кухне о своем отпрыске. Отец спрашивает: «А где он работает по вечерам», на что мать отвечает: «Незнаю…». Первая и, пожалуй, главная причина подрастковой преступности заключается в отсутствии должного внимания к детям со стороны родителей.

    Второй очень тонкий но важный момент — режиссер неоднократно указывает на высокий культурный и интеллектуальный уровень Алекса. В одном из эпизодов он разрушает эту иллюзию, выставляя его в свете претенциозного глупца, желающего выделиться и показаться выше других. Кроме того, в одной из сцен Алекс избивает собственных же друзей. Отсюда можно сделать вывод, что на преступление подростков порой толкает желание побывать в статусе лидера.

    Картина поставлена в уникальном, театрально-сюрреалистическом стиле, где каждая мелочь имеет свое значение, придает в той или иной ситуации намек на скрытый филосовский смысл. В «Заводном апельсине» раскрывается так же тема лжи и лицемерия, обратная сторона людских характеров, противоречие между внешним поведением людей и их внутренним миром. Истинное «я» людей, состоящее из пороков и скрытых желаний идущих вразрез стереотипам, отображается в их внешнем виде и сюрреалистической обстановки их жилья. Зачастую девиантное поведение людей перерастает в негативно-отклоняющееся, которое противоречит «системе» и привычным устоям общества.

    «Заводной апельсин» очень многослоен, понять все его смысловые хитросплетения, всю его философию, и уложить все это в одно широкое умозаключение отнюдь непросто. Спсибо Стенли Кубрику за этот гениальный фильм!

    10 из 10

    15 февраля 2010 | 21:57

    Не зря этот фильм относят в разряд серьёзных фильмов, застваляет задуматься. Фильм тяжёлый и проницательный, но это всё сопли. Стэнли Кубрик не был бы собой если бы не экранизировал именно эту книгу.

    Антиутопия-главная тема фильма, когда то это было оригинально. А сейчас посмотришь по сторонам, везде сплошные Алексы. Главный герой картины, если уж о нём заговорили не по-детски мучается. Мне его даже жалко было при просмотре, но фильм жизненный. А в жизни либо живи как знаешь, либо живи по законам других. Книгу признаюсь честно начал читать, но так и не закончил. Тут хочу отмазаться кино- моя страсть, и мне легче посмотреть кино и его проанализировать.

    Из апельсина получился бы неплохой комикс. Но так уж сложилось, что он явился к нам в виде книги, а затем на основе книги экранизации. Мастерская постановка, мастерская актёрская игра, хоть и очень мало известных актёров. Автор, лично я о Кубрике следовал пословице «не плюй в колодец», и попал в самую точку.

    Эпилог.

    Лично я не рекомендую вам этот фильм к просмотру, очень уж тяжёлый. Мне нравится КУбрик, однозначно его лучшая работа.

    P.S. Я ещё обязательно вернусь, с отзывом на фильм «Красный штат».

    23 декабря 2011 | 17:21

    Разве вся история человечества — не о борьбе маленьких смелых «я» против несправедливости сильных мира сего?

    В молочном баре сидит Алекс и его братцы, все вместе они потягивают молоко и презрительно смотрят на окружающих; сегодня в их планы входит здорово оттянуться, предавшись излюбленному ультранасилию. Братцы избивают палками и цепями пьяного бомжа, который, по мнению Алекса, не достоин жалости, такие люди ему категорически не нравятся. Они мастерски дерутся с местной бандой грязных и вонючих ублюдков, все с тем же мальчишеским задором и весельем они отправляются гонять на машине по темным улицам, — словом, братцы не знают никаких границ и просто берут от жизни то, что хотят, попивая молоко и проповедуя свою философию, к которой не придерешься, когда над твоей головой пролетают цепи и дубинки. Мы бесцельно бродили по округе, как ночные странники, и валяли дурака. Потом мы повернули на запад — у нас была задумана операция «незваный гость». Это был крутой прикол, полный юмора и доброго старого ультранасилия. Избить старого писаку, изнасиловать его жену и разгромить весь дом, беззаботно напевая песенку старины Фрэнка? Что может быть лучше? Братцы считают, что они неуловимы и неуязвимы, а потому, утомившись после крутого прикола, отправляются по домам, а мы неспешно следуем за Алексом, который возвращается в свою комнатку с танцующими Иисусами (после которых уже хотелось автоматом записать картину в число шедевральных), портретами Бетховена и качественной музыкальной аппаратурой.

    Образ слегка шизанутого, но чертовски притягательного паренька, который живет вместе со змеей, круглыми сутками или слушает великого Людвига вана или же развлекается со своими братцами, оказался в некотором смысле пророческим: если в 70-е Алекс ДеЛардж был воспринят, как корень зла, пропагандирующий насилие и разврат, то сейчас он является едва ли не слегка искаженным лицом поколения next, которое умудряется в себе сочетать и вроде бы как эстетов, ценителей прекрасного и классического, но в то же время процветать среди мусора и грязи, порождая всю эту свалку. Пока зритель следует за взбалмошным и веселым Алексом, который вызывает смесь восхищения и отрицания, он не очень задумывается, не дает оценки его поступкам, но зато отлично развлекается; с первой же переменой локаций, то есть с заточением героя в тюрьму, приходится задуматься. Тупое штудирование Библии, которая была тысячу раз переписана людьми, ищущими собственную выгоду, а мысли возвращаются к танцующим Христам; тупое соблюдение режима и порядка, а мысли все стремятся к тем чудесным денькам, когда можно было громить, крушить и убивать, не сожалея ни о чем и не раздумывая над последствиями. Алекс не исправляется, да и может ли исправить преступника тюрьма — это спорный вопрос, изолировать от общества — да, толкнуть на переосмысление — навряд ли; и вот, чтобы выкарабкаться на свободу, чтобы взглянуть на своих ма и па, он соглашается на экспериментальное лечение, он играет по правилам больших людей, он становится безвольной игрушкой, говорит и делает то, что ему велят и старается обрадовать докторов-садюг результатами их шизанутого эксперимента. Пока его выворачивает от приступов тошноты из-за введенного в организм наркотика, светила медицины принуждают его смотреть фильмы о войне, жестокости и насилии, о сексе и об изнасиловании; Алекс отождествляет удары, оскорбления и секс с теми ужасными физическими чувствами, теперь тошнота — его нормальная реакция на жестокость; он подобен безвольной амебе с промытыми мозгами и из его уст уже не услышать ничего стоящего, кроме как сентиментального лепета или же мольбы о пощаде — ведь теперь он абсолютно беззащитен перед озверевшей толпой.

    Отношение к картине менялось с годами, поскольку менялась аудитория и её восприятие; Пройдет пара десятилетий и Clockwork orange, быть может, никто не воспримет и не переварит в виду «овощного» развития и морального воспитания на уровне розово-ванильных соплей. То, что одни сочли безумием, других сильно задело и окунуло в совсем иной мир — здесь абсолютно не важно, кто именно породил эту контркультуру, ибо мы не в песочнице и не делим между собой пластмассовые совочки и слепленные куличики, тут играет роль только вклад творцов в альтернативное движение. Фильм Кубрика и впрямь можно назвать олицетворением этой волны, иного движения, которое одних направило на нужный путь, а другим промыло мозги и откинуло в ряды все тех же, «овощных». В картине не поднята тема искупления или сожаления, даже отрывки из Библии звучат нарочито пафосно и местами, честное слово, глупо; выбор между добром и злом показан не с привычного ракурса «добро есть хорошо, нужно творить добро и никак иначе», а с долей очень яркого реализма. А намного ли хуже пропаганда насилия и большие фаллосы в кадре, чем зомбирование малолеток блестящими, идеализированными, приторно-сладкими образами, которые сейчас лезут изо всех дыр, — это ещё неизвестно.

    Малкольм МакДауэлл заслуживает отдельных слов о своем таланте и преподнесении образа Алекса ДеЛарджа, образа потому такого яркого и запоминающегося, что Малкольм наделил его невероятной харизмой, уникальностью и тонкостью; человек, который поначалу и впрямь был человеком со своим мировоззрением, с душой и ещё какой-то там чертовщиной внутри, в итоге оказался пустой заводной игрушкой в руках все тех же крупных людей, только применение ему нашли немного другое, вот и все. Кому-то печально, кому-то тошно, кто-то не понял, другие ушли в себя и осмысляют все увиденное, все сходятся в одном — классика жанра, великое кино, гениальное, замечательное (здесь ещё множество высоких эпитетов). Это все со стороны, а о своем отношении к фильму я говорить просто не имею желания, чувствуя в итоге ту же опустошенность, что и Алекс, да желание перевернуть весь мир с ног на голову и хорошенько встряхнуть.

    Шиза косит наши ряды

    10 из 10

    5 ноября 2011 | 17:26

    Антиутопия — жанр появился как предостережение человечеству; является логическим продолжением утопии, но формально означает то же самое. Различие состоит в оценке событий автором: в утопии рисуется идеальное общество взамен реально существующему, а в антиутопии автор обращает внимание на негативного стороны устройства общества.

    В антиутопии выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются как враждебное культуре средство порабощения человека.

    Так, в «Заводном апельсине» преступника хотят исправить применяя антигуманные методы: в наказание за тяжелые преступления главный герой часами наблюдает на большом экране акты различного вида насилия над человеком. Фильм не только поднял острые для западного общества проблемы немотивированного насилия с одной стороны, и государственного аппарата «мягкого тоталитаризма», «промывки мозгов».

    Главный герой Алекс обладает абсолютной аморальностью в сочетании с огромной силой духа. Зло становится его свободным (принятым в либеральном режиме) нравственным выбором. В его мир есть всё, что полагается, а то есть: семья, хранители правопорядка, прекрасная музыка. Пластинка Бетховена, которую так часто слушает герой, это единственное человеческое, что есть в Алексе.

    Как и в любой антиутопии, в «Заводном апельсине» прослеживается идея невозможности построения демократии. Мы видим тоталитарную систему: есть единственная правящая партия, которая осуществляет полный контроль над всеми сферами общества (в конце фильма министр внутренних дел просит Алекса сказать, что тот «исцелился» от помешательства, чуть не приведшего его к смерти), нет плюрализма в СМИ, отрицание традиционной морали и норм (хорошо иллюстрирует это пример самого эксперимента над Алексом вместо лишения свободы).

    В «Утопии» Томаса Мора государство тоже контролирует общество, однако же Мор не видит ничего плохого в том, что люди живут по предписанным им «свыше» правилам. В «царстве Мора» у людей выбор есть только формально: в книге нет и намека на то, что люди занимаются творчеством, на это не выделено ни минутки времени. Ты не можешь выбирать, что тебе делать, потому что всё уже решено за тебя. Человек Автор «Заводного апельсина» утверждает: Когда человек не может выбирать, он перестает быть человеком. В этом и состоит разница антиутопии и утопии.

    И если я вправе как-то оценивать Кубрика, то пусть будет

    9 из 10

    17 апреля 2013 | 23:31

    Данной картиной в наше время мало кого удивишь, ведь таких как Алекс сейчас, согласитесь, достаточно. И тем не менее этот фильм я действительно могу назвать шедевром. Ведь в нем есть всё: замечательные идеи, увлекательный сюжет, насыщенность действием, интересные главные и второстепенные персонажи.

    Алекс — безусловно обладает лидерскими качествами и стремится к свободе. Так же, несмотря на всё то, что он творит, в нём присутствует чувство прекрасного. Вы только посмотрите с каким восхищением он слушает Бетховена! Довольно частое явление, когда в человеке сразу 2 личности: садист и эстет.

    Конечно, Алекс совершал ужасные вещи. Он избивал, насиловал и грабил. Но тем не менее, по задумке Кубрика, мы всё же невольно симпотизируем Алексу. Ведь он очарователен, забавен, проворен и умен. И потому он соглашается на эксперимент, и быстро выходит из тюрьмы уже «Вылеченным». Да, он стал добрее, он теперь уже неспособен на насилие. Но что ждет его на свободе? Куда страшнее то, что происходит далее. Интересно? Смотрите. Кубрик — гений.

    Ещё один большой плюс в фильме — музыка. Никто так хорошо не подбирает музыку к своим фильмам, как Стэнли Кубрик.

    «Насилие порождает насилие»

    10 из 10

    16 февраля 2012 | 15:05

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 481 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    9 мая в прокат вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», в котором юные студентки колледжа сначала весьма нестандартным путем добывают деньги себе на каникулы, а потом уходят в окончательный и бесповоротный отрыв. КиноПоиск вспоминает самых неудержимых подростков-бунтарей в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles28 523 147
    2.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy25 115 564
    3.Типа копыLet's Be Cops17 813 722
    4.Неудержимые 3The Expendables 315 879 645
    5.ПосвященныйThe Giver12 305 016
    15.08 — 17.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles187 579 988
    2.Неудержимые 3The Expendables 3135 470 468
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy124 619 645
    4.Навстречу штормуInto the Storm51 151 545
    5.Тайна четырех принцесс24 560 902
    14.08 — 17.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 285 313921 481
    Деньги565 685 382 руб.239 148 657
    Цена билета247,53 руб.3,45
    14.08 — 17.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.ЦиркThe Circus8.141
    186.СхваткаHeat8.139
    187.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.137
    188.ХулиганыHooligans8.137
    189.Принцесса МононокеMononoke-hime8.135
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 592.08%
    37.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.01%
    38.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales91.95%
    39.Мир Юрского периодаJurassic World91.93%
    40.Терминатор 5Terminator: Genisys91.89%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    КоломбоColumbo23
    Счастливая долинаHappy Valley1
    Город греховSin City260
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For26
    ПосвященныйThe Giver8
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.542
    Неудержимые 3The Expendables 36.277
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.528
    ПосвященныйThe Giver7.056
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.765
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Если я останусьIf I Stay28.08
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    премьеры