всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • На прилавке музыкального магазина, на 26 минуте фильма виден девятый студийный альбом группы The Beatles «Magical Mystery Tour».
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • еще 15 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3598 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Получив «Заводной апельсин» в списке с остальными фильмами из группы «авторского и экспериментального кино», не думал, что мне понравится, как никак 71 год, аннотация про насилие и не очень впечатляющие скриншоты.

    Однако с первых минут я полностью изменил своё мнение о фильме. Стенли Кубрик создал лучшее за всю историю кинематографа, смешав сумасшедший актёрский состав во главе с Малкольмом МакДауэллом, харизматичным и очаровательным подростком, ставшим эталоном для всех последующих поколений; невероятно органичную, шикарную, величественную музыку девятой симфонии Бетховена, Россини, Римского-Корсакова; необъятное количество проблематик начиная с церкви и закачивая проблемами воспитания; наконец, невероятные по сей день декорации, волнующие воображение и надолго остающиеся в памяти.

    А теперь внимание! Приложите максимум усилий для того, чтобы посмотреть фильм в оригинале! Ведь, как и в книге, в фильме употребляется англо-русский язык, «horror-show», «moloko», «goloowa», «lomtiks» и т. д.

    Сильно удивлён тому факту, что картина не вошла в топ-250.

    Другой оценки и быть не может

    10 из 10

    17 января 2009 | 04:53

    Жуткий фильм. «Заводной апельсин» — кино, начав смотреть которое, хочется поскорее придти к его концовке. Но даже если желание выключить, так и не досмотрев, будет как никогда велико, все равно не удастся этого сделать, потому что картина буквально вдавливает в кресло, стул и т. п., не давая даже малейшей возможности пошевелиться — столь велико ее воздействие на зрителя.

    Насилие порождает насилие… Вот, на мой взгляд, главная идея фильма, которая характеризует данный фильм Стэнли Кубрика. Хотя в конце, задавая себе вопрос от увиденного «Что это было?», каждый все равно ответит по-своему. В независимости от того, что хотел показать Кубрик, каждый поймет это по-своему. Для меня пребывание главного героя Алекса сначала в тюрьме, а после в лечебнице, где над ним проводились ужасные опыты, выглядело не намного гуманнее тех зверств, что он проделывал со своими дружками-братками в самом начале

    И, конечно, концовка картины так и кричит и фонтанирует одной мыслью: даже если ты исправился, искренне считаешь себя теперь хорошим человеком и раскаиваешься в содеянном, в глазах общества все равно останешься закоренелым преступником. Общества, с которым понятия морали и совести совместимы не больше, чем с тем самым преступником. Так был ли тогда смысл в этом лечении? И Алекса ли следовало лечить?

    P.S. Теперь каждый раз, как услышу «Singin’ In The Rain» в исполнении Джима Келли из фильма «Поющие под дождем», буду невольно вспоминать про «Заводной апельсин». Спасибо вам за это, Стэнли Кубрик, потому что такое кино, как «A Clockwork Orange», нужно помнить и никогда не забывать.

    16 октября 2008 | 13:54

    Стенли Кубрик. Какие ассоциации вызывает у нас это имя? Арт-Хаус, гротеск, сюрреализм, фарс. Это только первое, что приходит в голову.

    Заводной апельсин, это фильм снятый в «золотой век» Кубрика.

    Фильм рассказывает нам об Алексе, британском подростке, проповедующем идеи ультранасилия.

    Вечерами он со своими друзьями сидит в молочном баре Korova, пьёт «молоко с ножами», и избивает, убивает и насилует других людей просто для удовольствия. Алекс очень любит музыку и ассоциируя её с насилием, считает насилие, своего рода, искусством.

    Его можно назвать прото-версией Тайлера Дёрдона. Точно так же отвергая все постулаты материальных ценностей.

    Картина начинается с того, как Алекс со своими друзьями решают пойти «на дело». Они вламываются в дом некого писателя, жену которого насилуют, а его жестоко избивают. Это может быть метафорой, намёком на роман 451 градус по Фаренгейту Рея Бредбери. Избивая писателя, Алекс уничтожает культуру внутри себя.

    Единственный вид творчества, который он воспринимает, это музыка. И конфликт на её фоне приводит Алекса к ссоре со своими друзьями. Он ударяет одного из них, когда тот помешал девушке в баре петь. В результате чего, его друзья плетут заговор против него, и Алекс оказывается в тюрьме.

    Где его, как и всех заключенных пытаются исправить и сделать хорошими с помощью религии. Алекс не понимает этого, так согласно его мировоззрению, люди хотят сделать его хорошим, потому что они сами хорошие, и не хотят, чтоб кто-то отличался от них — хороших. Они интересуются, почему человек плохой, но почему человек хороший — не интересуются. Они хотят, чтоб все были хорошими. Чтоб не имели права выбора.

    Через культуру, религию, общество пытается навязать Алексу миролюбие. Они не понимают, что всё это тщетно, потому что именно музыка мотивирует Алекса на совершение преступлений.

    После, Алекс разрешает опробовать на себе новый метод «лечения» заключённых, так называемый «метод Людовика». Суть которого заключается в том, что человек прошедший через это лечение, физически не способен причинить кому-либо боль, так как он чувствует ужасную слабость, страх и тошноту, когда только думает о насилии.

    Алекс соглашается на это, потому что после лечения его выпустят из тюрьмы. Лечение длиться только 2 недели. И Алекс решает, что это намного лучше, чем сидеть в тюрьме еще добрый десяток лет.

    Но во время лечения, Алекс с ужасом осознаёт, что он действительно не может совершать преступления. Потому что сама мысль о насилии причиняет ему физическую боль. Кроме того, столь любимая Алексом музыка так же становится для него источником диких страданий.

    И здесь задаётся главный вопрос всего фильма — действительно ли лечение сделает человека добрым? Ведь добро исходит изнутри. Добро надо избрать. Лишившись возможности выбора, человек перестают быть человеком. Может быть, человек выбравший зло, чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?

    Когда Алекс выходит из тюрьмы, за ним приходит отмщение. Все, кому он причинял боль, причиняют боль ему.

    Алекс принадлежит к новой субкультуре. Их язык, это жаргон nadtsatyh, представляет собой английский, в котором некоторые слова заменены русскими. Так девочка превратилась в kisa, парень в patsan, рука в ruker, глаза в glazzja, ограбление в krasting, удар в tolcheck. Эти слова очень выделяются на фоне английского, когда смотришь фильм в оригинале. Как сказал доктор Бродский, это результат славянской пропаганды.

    Автор романа, по которому был снят фильм — Энтони Бёрджесс, посетил СССР в 1961 году, где много общался со «стилягами». Поэтому, русский был выбран как основа, жаргонного языка для английской молодёжи.

    Это был очень грамотный шаг со стороны Бёрджесса. Поскольку роман был написан в 1962 году, когда Советский Союз был на пике своего могущества. Тогда еще стоял вопрос, чья же идеологическая машина сильнее. Советская — коммунистическая, либо Западная, проповедующая идеи капитализма.

    Возможно, Бёрджесс не догадывался об этом, когда он писал роман, но он предсказал будущее. Смотря на его роман сквозь время, мы понимаем, что всё произошло именно так, как он и предсказывал, только не западные страны стали подражать социалистическим государствам, а наоборот.

    Все эти «пати», «луки», «маст си» и прочие западные выражения, проникшие в русский язык очень похожи на язык nadtsatyh.

    Кроме того, в книге Алекс вскользь упомянул о законе, согласно которому, каждый взрослый человек должен работать. А как мы помним, тунеядство преследовалось только в странах соцлагеря.

    Из всех этих мелких деталей складывается одно общее умозаключение. В мире Алекса социалистическая идеологическая машина победила. Здесь можно искать и корень зла. Который очень тускло просвечивался в книге, и тем более в фильме, но мы можем понять, откуда растут ноги ультранасилия, обернувшись на совсем не давние события, произошедшие в России. Потеря инициативы, разочарование в идеологии, подмена понятий, вследствие чего глубокий культурный и духовный упадок, приведший к многочисленным конфликтам на Кавказе и в средней Азии в девяностых. Геноцид славянского населения в Чечне приведший к гражданской войне, не это ли является ультранасилием?

    Алекс считал свою точку зрения единственной верной. Когда Тем спросил у него глядя на звёзды, есть ли жизнь где-нибудь еще? Алекс ответил, что скорей всего там тоже есть жизнь, такая же, как здесь: одни режут, а другие подставляют брюхо под нож. Это говорит нам о том, что в мировоззрении Алекса насилие было естественным и нормальным явлением в любом обществе.

    И насилие было не способом заработать денег, или выжить. Оно было самоцелью. Процесс ради процесса. Они грабили первую лавку, чтоб дать денег старым ptitsam, которые бы прикрыли их во время второго ограбления.

    В доме старой кошатницы, когда Алекс увидел изображение Христа, он описал его как «бородатый святой vek, весь нагой, висящий на кресте».

    Алекс представлял себя Понтием Пилатом, когда читал Библию, его возбуждали мысли о том, как он порет Иисуса розгами, когда тот несет крест на Голгофу.

    Автор книги Бёрджесс, являясь человеком религиозным, всеми силами хотел показать Алекса, как абсолютное зло, тем не менее, ассоциируя себя с ним.

    Тем самым подчёркивая дуализм происходящего.

    Кубрик же, поставил во главу угла художественную, артовую сторону фильма, сместив на второй план смысловую составляющую, уделив ей меньше внимания, чем в книге.

    Заводной апельсин — это художественное повествование. Где арт стоит на первом месте (в хорошем смысле этого слова, в плохом см. Мстители), что однако не мешает ему быть очень умным и глубоким фильмом. Не таким глубоким, как книга, по которой он был снят, к сожалению.

    27 ноября 2013 | 06:03

    - Я страдал, страдал, страдал… И все хотят, чтобы я продолжал страдать дальше, — Алекс.
     — Ты заставлял страдать других. Это всего лишь справедливость. Нужно, чтобы ты, как следует, пострадал сам.

    С превеликой радостью смею вам сообщить, что теперь и я, наконец, посмотрел этот замечательный фильм Стэнли Кубрика, да покоится с миром душа его, с весьма оригинальным названием «Заводной апельсин». Что можно сказать о данном произведении кинематографического искусства? Как минимум то, что это ни с чем не сравнимая картина, которую я, к великому стыду своему, посмотрел только спустя после 40 лет после выхода на широкий экран.

    Этот фильм, братцы мои, позволит вам увидеть мир глазами Алекса. И в обычной жизни вы бы никогда не смогли отличить его в толпе обычных школьников, хотя за весь фильм в школе мы его так и не увидим. Однако, в то время, когда город покрывает сумрак ночи, наш герой начинает играть совсем иную роль. Одевшись во всё белое, надев маску с длинным носом и вооружившись элегантной тростью, наш неустрашимый герой уже играет роль главаря уличной банды хулиганов, которые с нескрываемой радостью и удовольствием, напевая лихую песню «Singing in the Rain», вытворяют разные, неугодные Богу, злодеяния.

    Меня очень огорчило, братцы мои, что данный шедевр некоторые друзья мои подвергают критике, аргументируя теми доводами, что якобы насилия в фильме многовато. И в такие моменты мне порой кажется, что данные лица и половины фильма не посмотрели, а, ужаснувшись не слишком красивым поступкам героев в начале, трусливо нажали на клавишу «Escape», тем самым обрекая себя на жизнь в неведении продолжения этого фильма. А ведь насилие — это та необходимость, на которую придётся пойти, чтобы по прошествии первой половины фильма, лучше понимать мотивы Алекса в тех или иных ситуациях.

    И знаете, братцы мои, если не знать, что совершил Алекс вначале, потом его смело можно пожалеть. Его образ, как уличного хулигана, довольно типичен и именно на его примере Энтони Бёрджесс показал, что тюрьма — это не место исправления, а точка отсчёта для совершения новых преступлений. Благодаря тому, что товарищ Кубрик уделяет очень важное место в фильме для мыслей Алекса, мы можем с уверенностью сказать, что наш герой не менялся ни на минуту. После того, что с ним произошло в клинике Людовика, Алекс больше не мог творить зло. Не мог, но разве не хотел? Очень хотел.

    Финал фильма оставляет чувство недосказанности со стороны авторов картины. Уж слишком много осталось незавершенного и недосказанного в жизни Алекса и мне очень интересно и не понятно, как он справится в сложившейся ситуации. К сожалению, для человека, который лишён выбора, судьба достаточно предсказуема и грустна, хотя наш герой и встречает финальные титры с ехидной ухмылкой.

    Четко осознавая, что продолжения не будет, верить в это не слишком хочется. Фильм прекрасен, как девятая симфония Бетховена, которая сопровождает фильм по пятам.

    Малкольм, которого я первый раз упоминаю за весь отзыв, сыграл Алекса таким, каким мы его не забудем. Один из лучших героев и один из лучших фильмов в истории кинематографа.

    Фильм, минимальная оценка для которого…

    10 из 10

    30 марта 2009 | 20:35

    «Заводной апельсин»… «A clockwork orange»… Словосочетание служащее для характеристики абсурдности, безумия чего-либо у англичан. Да, именно абсурд и безумие мы наблюдаем в фильме.

    Мир в котором общество настолько ослабло, что молодое поколение не видит смысла в соблюдении норм морали стариков. Анархия — вот что главное. И эта анархия хлещет по глазам. Хотя есть ещё методы острастки у властей. Эффективные? Возможно. Но в масштабах проблемы — слабые.

    И Кубрик в фильме, и Бёрджесс в романе показывают нам как мир постепенно скатывается в бездну хаоса. И остановиться на этом пути очень сложно.

    Да, можно с уверенностью сказать, что писатель изобразил всё элегантней режиссёра. Но в этом, как мне кажется, и плюс фильма. Вот вы смотрите на происходящий ужас. Вам противно? Значит это нужно прекратить. Вы перестанете смотреть. А теперь присмотритесь к тому, что нас окружает. Наш мир сейчас уже начинает напоминать «Заводной апельсин». Может стоит задуматься и сделать что-то с миром, а не просто отплёвываться от фильма?

    Уже больше полувека прошло с момента выхода книги и чуть менее полувека с выхода фильма. Это предупреждение нам живущим. Вдруг у вас по соседству уже растёт такой Алекс, ка в фильме?

    Я уважаю и ценю этот фильм, как и книгу. Как мне кажется, это одна из самых удачных экранизаций. Однако не высший бал за местами не очень удачную визуальную составляющую и за попытку выдать актёров-главных героев за подростков, как в книге.

    8 из 10

    10 февраля 2014 | 22:32

    Сегодня ночью, пытась уснуть, привлек внимание включеный телевизор. Потому что после заствки Warner Bros пошел красный фон, который длился 30 секунд, и вызвал странные чуства, мне стало интересно, и это был Заводной апельсин.

    Вы знаете, про фильм я читал много, но руки не доходили до него, почему не знаю. Возможно недооценивал Стэнли Кубрика, как режиссера. И вот в итоге, бесонная ночь, и куча эмоций. Как мне кажется, нынешнее поколение врятли поймет этот фильм, я поспрашивал у знакомых, но никто его не смотрел, а обсудить с кем-то очень хочется. Вообще фильм пропитан дикой иронией, одна за другой, хочется быть на стороне Алекса, однако это противоборствующая сторона с другой, стороны людей, с которыми он и его друзья совершили злодеяния. Огромная жестокость в фильме, которую в фильмах сегодня не встретить. Почему я говорю про иронию, тот момент, когда он встретил сначала бомжа, которого избивал, затем своих друзей, над которыми измывался последнее время очень сильно, дабы показать свой статус лидера, что бы никто не забывал, ну а затем и особняк…

    Кстати, на мой взгляд нисколько не плохо, что фильм без дубляжа, с субтитрами, после 10 минут фильма привыкаешь, и понимаешь, что с дубляжом не передать всех эмоций реплик, песен, главного героя, за что Кубрику отдельное спасибо. Ведь он сам настаивал, что бы в России были субтитры, в этом фильме.

    Странное ощущение не покидает до сих пор после фильма, хоть и прошло достаточно времени. Чувство неудволетворенности от концовки, скорее так я назову это, потому что, видимо я её еще не осмыслил, а есть ли в ней какой-то смысл вообще?

    Малкольм МакДауэлл показал своего героя на все 110%, актер действительно постарался на славу, впрочем как и режиссер. Одно огорчает, что актер исполнивший главною роль так постарел.

    Очень хорошо смотреть фильм, когда не знаешь сколько осталось до конца, в моем случае так было на ТВ, я несколько раз думал, что сейчас все закончится, во первых, когда его топили его «друзья» полицейские, затем когда он спрыгнул из особняка, когда фильм действительно закончился, я не поверил…

    28 августа 2012 | 08:13

    Накушавшись молока с наркотиками в баре «Корова», Алекс и трое его droogs, как обычно, отправляются развлекаться: делать cunn-vynn с 12-летними девочками, или биться с бандой других таких же отмороженных подростков. Однажды эти демоны ночи облачаются в маски и вламываются в некий респектабельный дом. Надругавшись над хозяйкой, Алекс не находит ничего более интересного как насмерть забить мадам огромной фаллической моделью.

    За это преступление его приговаривают к 14 годам тюрьмы, где он добровольно соглашается пройти терапевтическую стерилизацию мозгов, дающую шанс выйти на свободу не только с чистой совестью, но и раньше срока. Алекса подвергают специальной гипнообработке, после которой малейшее стремление к насилию начинает вызывать у него сильнейшую аллергическую реакцию. В результате из агрессивного молодчика он превращается в послушного большого ребенка, и уже сам становится объектом общественной ненависти: теперь над ним запросто может надругаться любая из его бывших жертв.

    Саркастическая притча о насилии снята по роману Энтони Берджесса, описавшего Британию недалекого будущего (года, эдак, 1984-го) в традициях Оруэлла и Замятина. Этот мир настолько запрограммирован, что у героев не остается никакого выбора, и именно поэтому юные беспредельщики так упиваются своим вандализмом. Хотя книга была написана еще в 1962-м, «пристальное внимание» на нее обратили как раз после выхода фильма. Затем в течение десятилетия (с 1972 по 1982 год) продолжалась серия скандалов, запретов и библиотечных изъятий.

    Показывая, как государство пытается подчинить себе преступные наклонности молодого поколения, Кубрик не стремится буквально следовать первоисточнику и смещает акценты, закладывая в фильм «опасную» мысль о том, что Алекс-плохиш был свободным человеком, а Алекс-добряк является роботом. Таким образом, роман о государстве, подчиняющем себе анархические наклонности молодежи, превращается в философскую киносатиру на общество подавления, искусственным путем выводящее породу послушных граждан.

    Исследование природы насилия, таящегося в каждой человеческой душе и вряд ли оставляющее надежду на механическое обновление личности, представлено Кубриком в форме аллегорической мистерии, не имевшей на тот момент аналогов в кино. Во время выхода фильма многие не смогли простить Кубрику то, что он фактически уравнял жертв и палачей, лишив их нравственных различий. Больше того, «безумный Алекс» выглядит даже привлекательней тех, кто от него натерпелся.

    Но помимо обильной пищи для толкований и подтекстов, из общего ряда A Clockwork Orange выделяет уникальное авторское видение. Оно никуда не призывает, но обязывает воспринимать происходящее как некую футуристическую аллегорию. И без того сексуально-кипящую атмосферу еще более накаляет ядовитый дизайн поп-арта, при котором каждая деталь соответствующим образом мотивирована. Так, например, столики в кафе сделаны в форме обнаженных девушек, впрочем, весь эротический антураж картины подан в образах всевозможных порно-фетишей и стимуляторов.

    А про новаторское (контрастно изображению) использование музыки — от Россини до Бетховена — и говорить не приходится: про это написана уже не одна исследовательская работа. Так, например, половые органы очередной жертве Алекс отбивает в такт лирической «Песни под дождем», сверхскоростная групповушка проходит под увертюру к «Вильгельму Теллю», изнасилование сопровождает «Сорока-воровка», а «Девятая симфония» Бетховена вообще звучит рефреном.

    Ни до, ни после насилие не выглядело в кино столь завораживающе прекрасным, как в «Заводном апельсине». Это позволяет назвать творение Кубрика этапным и знаковым фильмом. Вместе с такими картинами как «Соломенные псы» Сэма Пекинпа и «Избавление» Джона Бурмана он произвел в начале 1970-х настоящую экранную революцию. В результате насилие окончательно оккупировало экранное пространство, обозначив новый вектор развития десятой музы.

    О том, что и спустя десятилетия роман и фильм утратили свой актуальный пафос, косвенным образом свидетельствовала «оранжевая революция» в Украине. У давших ей это название (ладно хоть не голубой назвали) вряд ли возникали ассоциации с «механическими апельсинами», оставшимися в том культурном прошлом, которое никак не пересекается с политическим настоящим. А исходя из заложенного Берджессом смысла, украинская революция трактовалась бы как «революция роботов», что тоже не лишено определенного идейного подтекста, правда, слишком уж двусмысленного.

    14 июля 2012 | 18:24

    Рецензировать фильм Стенли Кубрика «Заводной апельсин» в категориях «понравился-не понравился» кажется мне довольно-таки затруднительным. Кубрик вообще относится к такому классу режиссеров, фильмы которого вызревают постепенно и если поначалу они могут не понравится, то по прошествии определенного времени начинают видется в совсем другом свете. Трудно тут и с категориями — хороший/плохой. Фильм — запоминающийся. И это тоже немаловажно.

    Но, размышления в сторону, давайте уж посмотрим на сам фильм. Начало — интригующее, цепляющее, интересное. Несколько кадров и вот мы уже невольно осознаем себя в какой-то другой — альтернативной — Англии, где в барах распивают наркотическое «moloko», бьют битами бомжей удовольствия для, просто дерутся со шпаной из другого района и грабят дома на отшибе, с насилием и издевательствами. «Так похоже на Россию…», — скажете Вы. Да вот не совсем, и в этом как раз заслуга режиссерского таланта Кубрика. Автор фильма очень тонко совместил бытовые реалии (прописанные очень хорошо, кстати) с легким налетом абсурда. Так и хочется спросить: «А что это вообще такое? Зачем это все?» и тут же добавить: «А что же дальше?».

    Вопрос «Зачем» не раз возникал в процессе просмотра фильма. Ну да, разнузданная современная молодежь. Да, наркотики, насилие и прочее падение нравов. Да, Англия. Но что в итоге? А в итоге нам на блюдечке принесли загодя приготовленный сет из идей о безразличии окружающего общества, о современности и падении нравов, о насилии над человеком для собственной выгоды, о продажных политиках и общем оскудении. Все это просто и очевидно. Однако, сидишь и смотришь. Интересно. И в этом магия Кубрика.

    PS И как всегда, звуковой бал правит классическая музыка!

    7 из 10

    22 октября 2010 | 08:43

    А книга-то была хорошая. Тяжелая, страшная, но хорошая.

    А потом пришел Кубрик и устроил из этой книги какой-то фарс, цирк с конями, парад искусственных гениталий и прочих пластиковых декораций.

    Ну, может быть, в те годы это было как-то ново и смело. Я тоже против цензуры в искусстве, но еще более я против намеренных антицензурных «взбрыков», единственная цель которых — всех поразить своим презрением к ханжеству. В какой-то мере это то же ханжество, только со знаком «минус». Мол, вот я какой смелый, я вам покажу пластиковый член во весь экран, а вы и не скажете ничего, ибо сие высокое искусство есть. Честное слово, детский сад.

    Собственно, в этом фильме все очень натужно и довольно скучно. Алекс, который в книге был все-таки еще юнцом, тут — взрослый уже детина, и это очень видно. Не умеет Кубрик делать достоверных подростков из взрослых актеров, это еще и по «Лолите» понятно было. Алекс и его банда, рассекая в необычном прикиде, совершают разные злодеяния так, словно точно знают, что за ними следит камера. А делать из сцены группового изнасилования какой-то балет — просто гадко.

    Стилисту фильма, если был такой, систематически отказывало чувство меры. Мы уже поняли, что в этом альтернативном будущем в моде грубый натурализм и животный секс. Вся эта мишура из порнографических безделушек забивала видеоряд. Я даже подозреваю, что с ее помощью режиссер пытался отвлечь нас от посредственной актерской игры. Вот оператор иногда срабатывал довольно красиво.

    То, что идею Берджеса Кубрик решил не соблюдать — это даже ладно, режиссерское видение. Но насилие в человеческой природе, ценность и самоценность свободы воли — темы слишком глобальные, чтобы к ним подходить так… несерьезно. Да, несерьезно. Масштаб проблематики не соответствует рамкам фильма. Недопрочувствовал, недоработал, заменил искренность асбстрактным мудрствованием и эпатажем. Вышло кисло.

    Зря.

    2 ноября 2010 | 22:48

    Предвкушение. Щелчок. На экране начинают обретаться очертания. Начало истории… Невероятно интригующе… Чем же на этот раз нас удивит господин Кубрик? А удивить у него получится, даже не сомневайтесь!

    Вот и в этом случае все получилось по высшему разряду.

    Кто-то может сказать, что все здесь на любителя. Возможно. Фильм давит на психику. Он аморален. Он выявляет все ужасы этого страшного мира. Некоторые просто не вынесут давления первых минут. Но без них мы не смогли бы составить целостную картину происходящего. Не смогли бы оценить всю гениальность идеи.

    Жизнь человека, какая она? Жизнь человека — это выбор. От локального (какой галстук лучше надеть), до глобального (жизнь или смерть?). Есть ли выбор всегда? Нет. Часто, то что мы считаем выбором, это лишь его иллюзия. Иногда мы должны быть теми, кем нам быть не хочется. Весь наш мир — всего лишь большая пищевая цепь. Убери одно звено, и бах, цепочка рушится. Как нельзя представить дом без несущей стены, так нельзя представить и отсутствие одного из звеньев.

    Тоже и с насилием. Каким бы вульгарным нам оно не представлялось, оно такое же звено цепи, необходимое для своего носителя. Это неотъемлемая часть этого мира. Именно это и хочет показать режиссер. Показать правду.

    Но со временем, в процессе эволюции, каждый хищник становится жертвой. Его место занимает более стойкий. Вот и наш герой прошел все эти «круги ада», примерив на себя различные роли. Все это говорит об одном: человек не может и не должен идти против принципов природы.

    Что касается игровой составляющей фильма, то меня очень порадовал стиль съемки Кубрика. Также я остался доволен главным героем. Он не плохой. Он такая же жертва цепи, сбившаяся с пути. МакДауэлл был неподражаем. Я по достоинству оценил его заслуги. Из минусов — несколько ляпов в плане съемки (например засвеченный экран в одном из моментов). Хотя на этом можно и остановиться.

    Смотреть этот фильм — значит размышлять размышлять. Думать о всех недостатках мира сего, но осознавать, что они все должны быть. Ведь именно они предают этому миру его контрастность. Именно они позволяют жить, а не существовать.

    10 из 10

    31 мая 2014 | 21:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 423 руб.
    подробнее

    Новости


    «Всем привет, я Джордж Клуни!» — этими словами бодро приветствовал журналистов Уильям Фридкин. Венецианский кинофестиваль в этом году награждает режиссера почетным «Золотым львом». В рамках программы «Венецианская классика» показывают отреставрированную копию драмы «Колдун», которую Фридкин считает своим лучшим фильмом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 321 242 181
    2.Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!11 355 225
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens6 973 316
    4.ВыжившийThe Revenant6 939 795
    5.The Revenant6 050 443
    05.02 — 07.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3200 661 706
    2.И грянул штормThe Finest Hours116 820 934
    3.30 свиданий56 189 214
    4.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa34 358 322
    5.Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black28 187 066
    05.02 — 07.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 085 924655 281
    Деньги556 224 013 руб.163 776 628
    Цена билета266,66 руб.4,00
    05.02 — 07.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    50.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей8.446
    51.Хороший, плохой, злойIl buono, il brutto, il cattivo8.445
    52.Крестный отец 2The Godfather: Part II8.429
    53.Как приручить драконаHow to Train Your Dragon8.421
    54.Молчание ягнятThe Silence of the Lambs8.419
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Кловерфилд, 1010 Cloverfield Lane93.61%
    17.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me 293.46%
    18.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.41%
    19.МумияThe Mummy93.31%
    20.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.26%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ДэдпулDeadpool25
    Костяной томагавкBone Tomahawk33
    Дочь БогаExposed3
    Метод82
    Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДэдпулDeadpool8.786
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.767
    И грянул штормThe Finest Hours7.471
    30 свиданий6.200
    В активном поискеHow to Be Single
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!03.03
    Три девяткиTriple 903.03
    Дивергент, глава 3: За стенойThe Divergent Series: Allegiant10.03
    премьеры