всё о любом фильме:

Заводной апельсин

A Clockwork Orange
год
страна
слоган«Being the adventures of a young man ... who couldn't resist pretty girls ... or a bit of the old ultra-violence ... went to jail, was re-conditioned ... and came out a different young man ... or was he ?»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс
продюсерСтэнли Кубрик, Сай Литвинофф, Макс Л. Рааб, ...
операторДжон Олкотт
художникДжон Бэрри, Расселл Хэгг, Питер Шилдс, ...
монтажБилл Батлер
жанр фантастика, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  15.6 млн,    Великобритания  9.9 млн,    Франция  7.6 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время137 мин. / 02:17
Номинации:
В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
42 + 5 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1962).
    • На прилавке музыкального магазина, на 26 минуте фильма виден девятый студийный альбом группы The Beatles «Magical Mystery Tour».
    • Во время съёмок МакДауэлл и Кубрик часто и подолгу играли в настольный теннис. К своему большому разочарованию Макдауэлл потом обнаружил, что из его гонорара вычли оплату всех часов, проведённых за игрой в теннис.
    • До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
    • После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
    • Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ in the rain» во время преступлений.
    • Берджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надсата», созданным Берджессом в Ленинграде и взятыми из русского языка. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного. В. Бошняк, переводивший текст, придумал набирать эти слова латиницей, выделяя их таким образом из текста на русском языке. В основном персонажи в качестве жаргонных используют обычные русские общеупотребимые слова — «мальчик», «лицо», «чай» и т. д. Из-за того же «надсата» Стэнли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.
    • Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин», то есть это вещи самого что ни на есть причудливого и непонятного толка. Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
    • Вино, которым угощает писатель, слишком светлое для «Шато Медо» 10-летной выдержки. Кубрик хотел, чтобы герой МакДауэлла пил именно это вино, но чтобы актер не окосел, вино разбавляли водой, доливая после каждого дубля.
    • Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
    • Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
    • Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
    • На прилавке по прокату винила (00:26:30) виден рекламный постер фильма «Космическая Одиссея 2001»
    • Кубрик требовал, чтобы молоко в молочных аппаратах каждый час меняли. Дело в том, что под сильным освещением молоко густело и превращалось в творог.
    • Как-то раз Кубрик заявил, что если бы он не нашел Малькольма Макдауэлла, то, вероятно, фильм никогда бы не был снят.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Малкольм МакДауэлл претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.
    • В сцене изнасилования Малкольм МакДауэлл пел «Singin’ In The Rain» всего лишь потому, что только от этой песни знал слова.
    • Номера бывших друзей Алекса, ставших полицейскими, — 665 и 667. Намек на то, что Алекс между ними — 666-й.
    • еще 15 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Один из самых знаменитых фильмов в истории мирового кино, вероятно, не произведёт сегодня на публику, более привычную к откровенным и жестоким сценам на экране, такого же сногсшибательного впечатления, как это было в момент выхода картины в начале 70-х годов. Философская аллегория Стенли Кубрика на основе культового сочинения Энтони Бёрджесса с большой долей чёрного и абсурдного юмора рассказывает об агрессивном антигерое Алексе из недалёкого будущего, что вызвало бурные споры среди критиков — о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссёра (между прочим, в его адрес даже стали поступать различные угрозы — и сам Кубрик был вынужден настоять на изъятии ленты из английского проката, а повторно её выпустили на экран лишь в 2000 году, уже после смерти постановщика). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3627 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Заводной апельсин» — один из самых знаменитых фильмов истории; если не лучшая, то уж точно самая показательная картина великого Стэнли Кубрика; лента, ссылки на которую можно встретить во множестве объектов популярной культуры.

    Не смотря на все эти регалии в коллекции фильма, «Заводной апельсин» вызывает у своих зрителей диаметрально противоположные оценки: от восхищения до полного неприятия. Вероятно, дело в том, что фильма значительно опередил своё время, но не только своё, а, возможно и наше. «Апельсин» настолько смел, настолько дерзок, вульгарен и противоречив, что и сейчас испытываешь некое чувство дискомфорта при его просмотре.

    Режиссёрское мастерство Кубрика здесь превосходит само себя: здесь и тотальное внимание ко всем мелочам, и создание целого мира будущего со своей архитектурой, дизайном, отношением к вопросам морали и культуры, и несколько утрированная игра актёров, делающая их персонажей ещё более яркими сатирическими образами. За первооснову сценария, как всегда у Кубрика, было взято литературное произведение — одноименный роман-антиутопия Энтони Бёрджесса, который режиссёр несколько видоизменил (впрочем, тоже как всегда). Ну и если в прошлой картине Кубрика классическая музыка сопровождала сцены полёта космических кораблей, то здесь она сопровождает сцены избиений, грабежей и изнасилования, делая их ужасающе страшными и в тоже время пугающе привлекательными.

    Действие картины разворачивается в некоем недалёком будущем в Лондоне. Мы знакомимся с группой подростков, лидером которой является Алекс ДеЛардж (лучшая роль Малкольма Макдауэлла) и которая занимается тем, что избивает людей, насилует женщин и грабит жилые дома. Короче говоря, Алекс и его дружки — самые настоящие подонки.

    И вот однажды, после одного неудачного налёта, друзья предают Алекса, и его сажают в тюрьму. Чтобы побыстрее выбраться оттуда, Алекс соглашается пройти краткий курс нового экспериментального лечения, после которого он должен излечиться от всякой тяги к насилию.

    Лечение это состоит из просмотра фильмов, содержащих сцены разбоя, насилия и прочего, и приёма различных лекарств.

    И действительно после пройденного курса при одной только мысли о «неправильном» поведении Алекса начинает тошнить и ему становится невыносимо больно и плохо.

    Алекса отпускают на свободу. Но окружающий его мир отнюдь не принимает его с распростёртыми объятиями: родители поселили вместо него в комнате незнакомого молодого человека, его избивают его предыдущие жертвы и бывшие дружки. Вся эта череда событий венчается неудачной попыткой самоубийства главного героя.

    В «Заводном апельсине» Кубрик предпринял попытку разобраться в природе насилия: откуда взрастают его корни, и может ли оно уживаться в одном человеческом сознании вместе с вполне возвышенными стремлениями души (Алекс буквально боготворит классическую музыку, в особенности Людвига ван Бетховена).

    И, конечно же, через весь фильм проносится та же мысль, что и несёт в себе литературный первоисточник. Мысль о свободе, о том, что человека тогда и только тогда можно назвать человеком, когда у него есть свобода выбора. Человек должен сам выбирать между добром и злом, и неважно, каков будет его выбор, поскольку самые ужасные последствия могут возникнуть при отсутствии такового выбора. Это личный выбор каждого. На этом и зиждется понятие морали.

    И насилие как таковое не может возникнуть само по себе в душе человека. Оно возникает под негативным влиянием окружающей среды, общества, в котором живет человек. Каково общество, таковы и живущие в нем люди.

    И действительно, правительству, описанному в «Апельсине», легче не решать проблемы, связанные с повышением преступностью, а просто ввести методику, которое убивает насилие как таковое, в результате чего такой отъявленный ублюдок, как Алекс, становится самой настоящей жертвой, достойной истинного сострадания. Оппозиционные к правящей власти, люди также не проявляют к Алексу ни ноты жалости, хладнокровно и цинично используя его в своих целях. И само правительство после раздутой шумихи вокруг неудачи нового способа лечения быстренько сворачивает его и не забывает при этом подарить Алексу высокую должность в своей структуре. Тот же незамедлительно принимает полученное предложение, осознавая, что теперь он — король положения.

    Теперь Алекс может всё.

    10 из 10

    30 июня 2016 | 11:52

    В 1962 году разбитый семейной трагедией английский писатель Энтони Бёрджесс издаёт свой культовый роман «Заводной апельсин». В нём автор затрагивает весьма актуальную во все времена тему — что побуждает подростков из вполне благополучных семей ступать на путь криминала? Есть ли у них шанс исправиться и стать полноценными членами общества, и можно ли эту метаморфозу осуществить в принудительном порядке? Не посягает ли подобная процедура на свободу выбора? Изнанка подобного «перевоспитания» показана весьма реалистично, однако концовка произведения всё же настраивает на позитивный лад.

    Спустя 9 лет экранизацию данного произведения поставил великий и ужасный Стэнли Кубрик, и фильм также довольно быстро стал культовым, приобретя к тому же весьма скандальную репутацию. Что же в итоге получилось? Получился, ка ни странно, классический фильм Стэнли Кубрика. Но, обо всём по порядку…

    Сюжет в целом соответствует первоисточнику: перед нами предстаёт история жизни и злоключений малолетнего преступника по имени Алекс, блестяще сыгранного молодым Малкольмом Макдауэллом. Его персонаж сразу же приковывает к себе внимание — невероятная дьявольская харизма сочетается в нём с практически полной аморальностью, заставляя зрителя одновременно любить его и проклинать последними словами за то, что он вытворяет. Компанию ему составляют такие же как он юноши, проводящие свободное время в стиле «старого доброго ультранасилия». Дружки Алекса — также полное попадание в образ, особенно колоритным получился туповатый здоровяк Тём, который точь в точь похож на свой книжный прототип. Одежда и экипировка претерпела некоторые изменения, и теперь наша гоп-компания больше похода не на уличных громил, как в книге, а на псевдо-джентльменов, что пошло даже в плюс атмосфере.

    Зверства наших героев показаны практически «без купюр», при этом красной нитью проходят причины подобного поведения: отсутствия уважения к старшим, отсутствие контроля со стороны родителей и учителей, чувство безнаказанности — Кубрик препарирует пороки современного общества через выдуманный анти-утопический мир.

    Однако с момента заключения главного героя в тюрьму фильм начинает заметно провисать, появляются затянутые сцены, да и само пребывание Малыша Алекса в колонии показано так, что складывается ощущение, что он сидел чуть ли не в райском месте — никаких зверств сокамерников, просторная библиотека, тюремные робы, больше похожие на школьную форму — в общем, самая слабая часть фильма. Но это лишь только до «перевоспитания».

    Дальше в сознании зрителя происходит натуральный переворот. Режиссёр мастерски играет на чувствах зрителей — как раньше они ненавидели чёрной ненавистью этого беспринципного подонка, так теперь их сердца переполняются болью и состраданием, глядя на то, во что он превратился.

    Полностью описывать ход событий смысла нет, скажу лишь, что меня разочаровала концовка, так как Кубрик вырезал из повествования последнюю главу романа, из за чего полностью извратился посыл оригинального произведения. В итоге вместо робкой надежды на то, что любой с возрастом может измениться, если захочет, в концовке фильма явно дают понять, что «горбатого могила исправит», да и то не всегда. Впрочем, для данного режиссёра — это норма, достаточно вспомнить, что в итоге получилось с оригинальным сценарием «Сияния».

    Актёрская игра весьма порадовала. Это, как было сказано выше, и игра основных актёров, да и персонажи второго плана получились довольно яркими и запоминающимися. Не понял только, зачем инспектора по делам несовершеннолетних было делать каким-то латентным геем, в книге и намёка на подобное непотребство не было.

    Технически картина снята по всем канонам Стэнли Кубрика: знаменитые протяжные долгие планы с «симметричной» картинкой и неспешные наезды камеры здесь как всегда в наличии. Монтаж для тех времён можно смело назвать революционным — настолько динамичная картинка в сцене драки даже сейчас смотрится достойно, а сочетание кадров с музыкой даёт небывалый эффект, так что номинация на «Оскар» вполне заслуженная.

    «Заводной апельсин» по праву носит звание культовой кинокартины — глубокая проблематика, шокирующие для тех времён эпизоды и последовавшая за ней череда скандалов обеспечили ей неоднозначное восприятие во время выхода. Однако сейчас можно смело сказать, что данная кинолента по праву заслужила место среди классики мирового кино.

    8 из 10

    27 июня 2016 | 23:01

    А книга-то была хорошая. Тяжелая, страшная, но хорошая.

    А потом пришел Кубрик и устроил из этой книги какой-то фарс, цирк с конями, парад искусственных гениталий и прочих пластиковых декораций.

    Ну, может быть, в те годы это было как-то ново и смело. Я тоже против цензуры в искусстве, но еще более я против намеренных антицензурных «взбрыков», единственная цель которых — всех поразить своим презрением к ханжеству. В какой-то мере это то же ханжество, только со знаком «минус». Мол, вот я какой смелый, я вам покажу пластиковый член во весь экран, а вы и не скажете ничего, ибо сие высокое искусство есть. Честное слово, детский сад.

    Собственно, в этом фильме все очень натужно и довольно скучно. Алекс, который в книге был все-таки еще юнцом, тут — взрослый уже детина, и это очень видно. Не умеет Кубрик делать достоверных подростков из взрослых актеров, это еще и по «Лолите» понятно было. Алекс и его банда, рассекая в необычном прикиде, совершают разные злодеяния так, словно точно знают, что за ними следит камера. А делать из сцены группового изнасилования какой-то балет — просто гадко.

    Стилисту фильма, если был такой, систематически отказывало чувство меры. Мы уже поняли, что в этом альтернативном будущем в моде грубый натурализм и животный секс. Вся эта мишура из порнографических безделушек забивала видеоряд. Я даже подозреваю, что с ее помощью режиссер пытался отвлечь нас от посредственной актерской игры. Вот оператор иногда срабатывал довольно красиво.

    То, что идею Берджеса Кубрик решил не соблюдать — это даже ладно, режиссерское видение. Но насилие в человеческой природе, ценность и самоценность свободы воли — темы слишком глобальные, чтобы к ним подходить так… несерьезно. Да, несерьезно. Масштаб проблематики не соответствует рамкам фильма. Недопрочувствовал, недоработал, заменил искренность асбстрактным мудрствованием и эпатажем. Вышло кисло.

    Зря.

    2 ноября 2010 | 22:48

    Что фильм, что книга Заводной апельсин даже сейчас способны произвести очень сильное впечатление. Даже не представляю как на них реагировали люди в момент выхода. Сейчас то мы уже давно привыкли к насилию на экране, и то некоторые сцены по прежнему смотрятся жёстко. Но дело не только в кадрах насилия или секса, вовсе нет, Заводной апельсин покушается на сами устои общества.

    Вед по сути, кто такой Алекс? Просто жестокий и никого не боящийся подросток, но вместе с тем он выглядит закономерным ребёнком общества воспитавшего его. Его родители не обращают на него внимания, инспектора беспокоит только отчётность, а правительство не обращает внимания на уличные банды, пока не становится слишком поздно. По моему мнению Малкольм МакДауэлл шикарно передал образ умного, образованного, но в то же время чрезвычайно жестоко парня.

    Но и само общество тоже не выглядит правым, даже если отбросить само антигуманное лечение, то всплывает немало странностей. Тут и отказ родителей от воспитания сына, и устройство в полицию бывших преступников. И главное невероятный уровень мстительности. Каждый кому Алекс успел навредить, старается отомстить ему при первой же возможности.

    Что Бёрджес, что Кубрик называли Заводной апельсин произведением о природе насилия и оба они были чертовски правы.

    8 из 10

    15 сентября 2015 | 15:47

    Просмотрела отрицательные отзывы на фильм. Авторы сосредоточились на претензиях к стилистике Кубрика. Это естественно: стилистика неповторима, незабываема. И как всякое яркое явление, она сразу обращает на себя внимание и заставляет зрителей обсуждать художественные приемы, использованные режиссером «Заводного апельсина». Кубрик — человек воистину творческий, поэтому о наборе его гротесков для триллера-балагана я подробно напишу, но ниже.

    Начну с обожаемой книги. Она парадоксальна и мощна. Уже в ней используются нестандартные приемы (русский слэнг), подтолкнувшие фантазию Кубрика на поиски непривычных средств, но уже относящихся не к тексту, а к видеоряду. «Добрый старый сунь-вынь», «говнодавы», зафиксированные латинскими буквами, — радующие русскоязычного читателя изюминки.

    Что нам показывают на первых страницах книги? Банда отморозков, инфантилов резвится, насилуя и калеча жителей тихого квартала. Это гормонально созревшие недоумки, не осознающие, что такое чужая неприкосновенность, воспринимающие страдания своих жертв как забаву. Главарь банды слушает классическую музыку, наполненную титаническими страстями. Вероятно, Бёрджеса поразил факт, что фашисты, истязавшие узников концентрационных лагерей, любили великих немецких композиторов. В книге поставлен вопрос — что же делать с асоциальным элементом, не испытывающим отвращение к жестокости? У героя стремятся выработать негативную реакцию на сцены насилия. И его превращают в беззащитного кролика, которому придется столкнуться с безжалостным миром, населенным озлобленными людьми. Часть этих озверевших людей порождена садизмом самого же исследуемого персонажа. Начинаются его скитания по кругам сотворенного им же ада, где в роли бесов выступают мечтающие отомстить ему жертвы.

    Это книга-притча, книга-гротеск. Разумеется, в жизни всё сложнее, в ней масса полутонов. Но автор заострил наше внимание на конкретной проблеме. Что мы можем противопоставить индивидуальной жестокости? И что общество может предложить садисту взамен его своеобразных развлечений? И кто защитит от встречного насилия особь, которую мы переделаем в человека-кролика?

    Фильм Кубрика для меня — редкий случай, когда я не разочаровалась, посмотрев экранизацию после прочтения первоисточника. Зрителей возмутили декорации конфетных цветов. Но они сделаны не случайно. Герой фильма — чадушко в коротких штанишках, которое резвится у себя в детской (Браво, Кубрик! Умели вы с Феллини донести мысль, прибегая к картинке кадра). Поэтому парни и не понимают, что творят. Это жестокие глупые младенцы. Еще режиссер использует много фаллических атрибутов, ведь гормоны-то у подростков «бурлят». Длинный клоунский нос — тоже фаллический символ. Обтягивающие штанишки-кальсоны выделяют часть, в которой присутствуют гениталии. Это одновременно намекает на наличие подгузника и на уже упомянутый фаллический культ. Кроме того, все преступные действия воспринимаются героем Макдауэлла как клоунада. Отсюда «клоунский» набор деталей его костюма. Но он страдает раздвоением личности (садист одновременно и мазохист), поэтому его глаза по-разному оформлены, они сильно отличаются один от другого. Приступая к съемкам, Кубрик понимал: если сцены насилия будут невыносимо отвратительны, зритель в ужасе шарахнется от экрана. Поэтому режиссер выбрал стилистику балагана, всё происходит как бы не всерьез, физиологизмом и натурализмом зрителя не пытают. У автора ленты не было цели нас шокировать или травмировать. Надо было задать важные вопросы.

    Понимаю, что кому-то категорически не нравится сама постановка вопроса, книга. Кому-то при первом просмотре не понравился фильм. Но уверена: если пересмотреть «Заводной апельсин» еще раз, в нем можно обнаружить новые подводные камни и те пласты, на которые не обратили внимание при первом просмотре, шокированные тяжелой тематикой.

    10 из 10

    11 февраля 2015 | 22:36

    Классика и всё такое. Сам эту ленту Кубрика тоже высоко ценю. Тем не менее, фильм многим неприятен, в том числе и своеобразным черным юмором, когда саундтреком к насилию выступают великие классические произведения. Тема «Девятой» ассоциируется с насилием. (Типа, нацисты тоже любили Вагнера, а у Кубрика козлом отпущения избран Бетховен, да и не только он). Очевидно, что дело не только в режиссерской манере, склонности использовать в своих фильмах черный юмор и гротеск.

    В свое время о «Заводном апельсине» много шумели. Я еще в школе мечтал видеть этот фильм, ибо интересовался кино и много читал на эту тему. Но «увидеть» тогда — это было привилегией «блатных» и «выездных». Оставалось читать: помню, даже книжка была «Алекс и другие» (о том, что насилие, наркотики и секс изнутри взорвут к чертям проклятый империализм), статьи «критиков» в сборниках о зарубежном кино. («Критик» — это тот, кто допущен на закрытый показ, может, хвастаясь, пересказать, что он видел и повторить зады зарубежных публикаций о том или ином фильме, скомпоновав их в идейно выдержанном русле — иначе смотреть следующий антикоммунистический, а еще обиднее — эротический — фильм не пустят, и про выезд за границу придется забыть).

    Таким образом, мое (и не только мое) восприятие «Апельсина было изначально неадекватным. Когда, наконец, посмотрел, отметил уже знакомое, но, в целом, фильм мне не понравился. В стране, где был ГУЛАГ, проделки карикатурного злодея Макдауэлла особого впечатления не производят. Да, и эстетика фильма, прямо скажем, какая-то странноватая; многие культурные «фишки» из-за их чуждости, просто не воспринимаешь. Что там говорить о тех, чей язык не английский, если в английском издании Бёрджеса герой встает на путь исправления, а в американском (которое читал Кубрик) последняя глава выброшена, как недостоверная. Зато грязные ругательства в сленге банды Алекса имеют русские корни. Это, выходит, «русские-советские» виноваты в том, что у них растут уровень грабежей и изнасилований. Русофобия в одеждах «холодной войны» и страха англосаксов по поводу возможного установления социализма.

    Хотя, конечно, рост насилия — это проблема общечеловеческая и создатели фильма весьма пессимистически настроены по этому поводу.

    Что до моих личных эмоций, то тема «Заводного апельсина» меня вновь заинтересовала при чтении книги о Кубрике Джемса Нэрмора. С чтения начал, к чтению и вернулся.

    8 из 10

    7 июня 2015 | 21:25

    Этот фильм завораживает с самой первой секунды, ты тут же впадаешь в какое-то странное состояние, и уже просто не можешь оторваться ни на миг!

    На мой взгляд, фильм безусловно превзошел книгу, кубрик оживил сюжет, окрасил его в яркие, временами даже аляповатые цвета. Несомненно ему удалось передать все великолепие и ужас происходящего.

    С одной стороны, симпатичный молодой парень, фанатично увлеченный прекрасной, возвышенной музыкой великого Бетховена, а с другой — все тот же парень, но… хладнокровный преступник, более того превозносящий и возводящий в ранг прекрасного так называемое «старое доброе ультранасилие».

    Так вот вопрос- откуда же берутся такие индивиды, которые вроде бы все прекрасно понимают, умны, не лишены эстетического вкуса и манер, и в тоже время по-животному жестоки? Не компиляция ли это нашего общества, которое достигло неимоверных высот в технологии, доступности образования и доступу к элитарному искусству, но осталось таким же жестоким и до ужаса циничным по отношению к ближнему, как свои далекие предки?

    Общество пытается «исцелить» жестокого Алекса, однако когда тот выходит на свободу, это же общество, отказалось принимать его, в том числе и собственные родители, которые просто предали и отреклись от него. И вот вновь возникает вопрос, как общество, которое само породило его, которое еще более цинично, может кого-либо исправить, когда сама система в своем основании совсем как апельсин, только уже не заводной, а изрядно гнилой. И как говорится, по дереву судят о плодах его, вернувшись в тоже общество все результаты лечения пошли прахом, Алекс вновь стал прежним. И становится понятно, что бесполезно лечить одного, когда вся система заражена…

    Но, пожалуй самое страшное в том, что фильм не теряет актуальности не только потому, что это безусловный шедевр, но и потому, что в обществе остались все те же проблемы — насилие, ненависть, предательство, отношение властей к народу, цинизм и нежелание ни тех ни других этому противостоять.

    10 из 10

    5 декабря 2011 | 01:36

    После великой «Космической одиссеи 2001 года» к Стенли Кубрику было приковано много внимания, ясное дело, что фильм стал революцией, зрители такого раньше не видели и всем было интересно, чем же на этот раз режиссер удивит мир. Изначально, роман Энтони Бёрджесса не впечатлил Кубрика, он не видел его способов реализации через кино, позже он пересмотрел свое видение истории и переписал сценарий. Но вышло так, что такой смелый проект никто не решался финансировать. Многих отталкивало то, что фильм в нелицеприятном виде выставлял правительство. Поставленный Кубриком «Заводной апельсин» совсем не понравился автору романа. Основной претензией была слишком смелая трактовка истории самим Кубриком.

    Все картины именитого режиссера созданы для развернутого понимания действительности, зритель Кубрика должен быть разносторонним человеком, у которого в багаже обширный жизненный опыт. «Заводной апельсин» посвящен рассуждениям о природе насилия и термина злости в современном обществе, а так же всеобъемлющему контролю со стороны правительства. Вопросы для Кубрика насущие, и не только для него одного, а для целого поколения. Фильм пропитан жестокостью и ненавистью, он погружает нас в мир хаоса и ужаса, в атмосферу, которая с бешеной силой давит.

    Первая часть фильма знакомит нас с совершенно неуравновешенным и жестоким юношей по имени Алекс ДеЛардж. Он главарь банды малолетних преступников, все, чем они занимаются — это избиение невинных людей, изнасилования женщин и грабежи с разбоями. Алекс называет это «ультранасилием». Его главным увлечением можно считать музыку, особенно он любит Людвига вана Бетховена. Больше юношу ничего не волнует, он не ходит в школу, обманывает родителей и просто ненавидит весь мир. Прекрасным и завораживающим он считает — убийства и драки. Алекс ненормальный, как на него не посмотри. В нем нет никаких положительных качеств. Однажды друзья из банды подставляют его, он попадает в тюрьму, сроком на четырнадцать лет.

    Вторая часть показывает невыносимые тюремные будни Алекса, который готов пойти на все, дабы поскорее выйти из тюрьмы. Он решается на добровольный эксперимент, который представляет собой принудительные просмотры жестоких фильмов и употребление неизвестного препарата. Главное свойство это препарата заключалось в том, что если человеку хотелось кого-то избить или изнасиловать, ему становилось невыносимо плохо, и ощущение было равносильное смерти. Вдобавок Алексу, при просмотре фильмов, включали его любимую Девятую симфонию Бетховена. Для него это было самой настоящей пыткой. Спустя две недели лечения, его выпускают на волю. Юноша сразу же встречается с жестокостью окружающего мира, сначала собственные родители не разрешают ему остаться дома, потом его избивают старые друзья, ну и вдобавок человек, у которого умерла жена из-за того, что банда Алекса изнасиловала ее пару лет назад, решает расправиться с ним своими собственными жестокими методами. Юноша становится жертвой окружающего мира и пешкой в руках правительства, которое использует его в своих гнусных целях.

    Режиссер не отвечает нам на вопрос — «Откуда зарождается жестокость ?» Алекс был из хорошей семьи, которая жила в достатке, он ни в чем не нуждался, только почему-то стал озлобленным и жестоким. Режиссер проводит параллель между тем, как Алексу не приятна жестокость по отношению к себе, например когда его допрашивают в отделе полиции или при избиении друзьям, и когда он сам наносит вред окружающим, от этого юноша получает истинное удовольствие. Когда же на нем ставят эксперимент, чтобы превратить зло в добро, у правительства получается не человек, а практически робот. Алекс не мог контролировать себя, он не мог делать того, чего ему хочется. Его лиши главного — выбора. Когда он вышел из тюрьмы, мир оказался жесток, его окружение ничем не лучше его, они избивают и унижают Алекса, а он и сделать ничего не может. Правительству нужен тотальный контроль над народом, так на примере Алекса, режиссер и показал нам подчинение человека властями. То что, Алекса лишили выбора — это полбеды. Главная проблема заключается в непонимании своих ужасных поступков самим Алексом, он не изменился, а остался тем же жестоким парнем, которым был вначале. Путь к исправлению каждый человек должен начинать с осознания своих собственных ошибок, наш герой этого так и не сделал, отсюда такой ужасный конец.

    Я считаю, что «Заводной апельсин» — это пик режиссуры Кубрика. У него появился свой стиль и уникальная манера съемки. Это фильм самый Кубриковский, если можно так выразиться. Если речь идет об этом режиссере, то в первую очередь всегда вспоминается «Заводной апельсин». Для меня главная особенность этой картины заключается в создании ужасающего мира, который навеивает страх и боль. Страшно поставить себя на место какого-либо персонажа в этой истории. Особенно сочувствуешь жертвам Алекса и его банды. Они причиняют вред обычным, ничем не провинившимся людям.

    Немало важным аргументом была отличная музыка. Классические произведения делали происходящее на экране более эпичным и даже предавали оттенок юмора, а где-то наоборот усиливала чувства опасности. Очень сильную актерскую игру продемонстрировал Малкольм Макдауэлл. Очень характерный персонаж, эта роль по праву стала культовой и не зря ее считают одним из самых ужасающих перевоплощением в истории кино.

    «Заводной апельсин» — главный фильм Стэнли Кубрика, здесь он уже до конца сформировался как режиссер. Картина получилась жестокой и тяжёлой, смотреть детям ее не рекомендую. Этот фильм поднимает важные вопросы формирования личности, жесткости среди молодёжи, а так же всеобщего контроля со стороны правительства. Для тех лет картина смелая и провокационная, «Заводной апельсин» проливает много света на вопросы, которые сейчас нас так сильно волнуют.

    9 из 10

    4 декабря 2014 | 17:53

    Данный фильм явился третьим из «творений» Стэнли Кубрика, которые мне удалось увидеть, причем в обратной хронологической последовательности.

    После «Широко закрытых глаз», повсеместно восхваляемых и превозносимых, осталось ненавязчивое чувство разочарования и легкого обмана: а где же собственно шедевральность? где психологизм и концептуальность? Не прониклась. Пересмотрела спустя 7 лет — еще больше не прониклась… Потом было «Сияние». Для меня Кинг — вне конкуренции, безоговорочный hitmaker, посему и на просмотр нашумевшей экранизации возлагала прямо-таки надеждищи! И снова не прониклась. Мистицизм и «oh! it`s terrible!» литературной версии пошли прахом, осталась только вакханалия цвета, света, звука и перекошенных лиц крупным планом. Для себя такое впечатление обосновала годом выпуска данного (не очень захватывающего) хоррора. И вот увидела на одном из каналов анонс «Заводного апельсина»! Вот уж ни за что не пропущу — подумалось — интеллектуальный уровень меня нынешней позволит мне оценить произведение мастера по достоинству.

    Смотрела внимательно. Анализировала, осмысливала-переосмысливала, стараясь если уж не принять, то хотя бы понять..

    Что понравилось. Поначалу всё очень лихо закручено — пафосно, кичево, нарочито. Насилие — самоцель. Не тупое насилие без смысла, нет. Здесь насилие возведено в ранг искусства. Маэстро Алекс, его подмастерья и его произведения. Его смысл жизни. Убийство, истязание, уничтожение — квинтэссенция каждого дня. Несомненно шокирует — для начала 70-х не то, что разорвавшаяся бомба, а просто таки вагон ядерных боеголовок… Сыграно отменно — эдакий хрестоматийный девиант, психопат-эстет. Образ создан — до мурашек, один прозрачно-голубоглазый взгляд исподлобья чего стоит… Реализм съемок, кстати, тоже «пробирает» — вот тут-то, наверное, и подтверждается почетное звание гения от кинематографа Кубрика (галочку поставила) — цепляет, отвращает, держит и убеждает. Мастер крайне убедителен в демонстрации аутентичного зла: как в известном советском мультфильме «- а за что? — так! просто так!». Понравилось наличие чётко сформулированного диагноза — неизлечимо. Насилие ради насилия потому и неискоренимо, что лечить-то и нечего, возбудитель отсутствует; и в благоприятной жестокой, равнодушной, глумливой среде зараза разрастается буйным цветом. Запомнился, кстати, монолог губернатора перед Алексом про «око за око», душевно.

    Что не понравилось. Мне так и осталась не до конца ясна эстетика фильма, художественная составляющая — кальсоны, гульфики, котелки, латексная мамаша с фиолетовыми кудрями (как Мальвина, ей Богу), интерьеры… Какая-то героиновая психоделика. Тут, как раз, и съедается кусочек от пирога реалистичности — действо перетекает временами в футуристическую плоскость (может это всё на Марсе происходит, или в созвездии Гончих псов??). Когда ма звала Алекса просыпаться и собираться в школу у меня случился несколькосекундный ступор — «а что этот дядька делает в школе?? не староват ли? если только сторожем, может быть…» С возрастом юных преступников однозначная ошибка вышла, что опять-таки несколько искажает смысл произведения. И однозначно не понравилось нуу просто огромное количество всяко-разно гениталий. Женщины голые живые, голые пластиковые, груди живые, рисованные, керамические, пластиковые, фаллосы тоже в ассортименте… И если где-то это уместно, то в данном случае все это разнообразие представляется банальной провокацией, эдакой режиссерской шалостью (абсолютно личное мнение). Под конец фильма появление очередного куска обнаженного тела вызывает желание плеваться, а не шокироваться.

    В общем и целом интересно, но не «ах!». Фильм на любителя, для своего времени, несомненно, злободневный и скандальный (да и для настоящего тоже). Однако, как-то слишком вычурно, слишком показушно, с перебором — во всем. Знаете, как будто — «а вот вам от гения шок-шедевр! съели! то-то же..»

    4 из 10

    29 января 2013 | 12:10

    О Стэнли Кубрике стоит говорить и его работы стоит обсуждать. Это я поняла, когда увидела его фильм, культовую экранизацию культовой книги «Заводной апельсин». До этого я не была знакома с его работами, но слышала о нём много. Должна заметить (и возможно я не первая и даже не последняя), что Кубрик своеобразен. Досмотреть эту картину мне смоглось только с 3-4 раза, а после просмотра появилось стойкое ощущение, что я ничего не поняла. То есть не совсем ничего, а всего того важного, что понимают в нём (и в книге) другие. Многие любят бросаться словом «шедевр» в его сторону, но почему — для меня остаётся загадкой.

    Что вижу я: жестокий, безумный и беспринципный парень пытается жить, как ему нравится (бить, грабить, убивать, издеваться). Он попадает в тюрьму, потом в руки врачей, которые якобы «изменяют» его сущность. И вот этот парень теперь на высоком чину с большой властью. Круговорот жестокости действует нормально, если даже не отлично.

    Что видят в нём все остальные? Чтобы ответить на этот вопрос, я думаю. мне нужно расти. Чтобы дорасти до романа и до фильма, мне нужно лет 10, ни меньше. Прискорбно звучит, но в свои 17 я чувствую, что не поняла это произведение должным образом. А может быть это не так. Время покажет.

    7 из 10

    P.S. А Кубрик, я смотрю, весь в символах и подтекстах.

    28 августа 2013 | 17:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>