всё о любом фильме:

Война и мир

год
страна
слоган-
режиссерСергей Бондарчук
сценарийСергей Бондарчук, Василий Соловьев, Лев Толстой
директор фильмаНиколай Иванов
операторЧен Ю Лан, Анатолий Петрицкий, Александр Шеленков
композиторВячеслав Овчинников
художникМихаил Богданов, Александр Дихтяр, Саид Меняльщиков, ...
монтажТатьяна Лихачева
жанр драма, мелодрама, военный, история, ... слова
бюджет
$29 000 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время373 мин. / 06:13
Эпическое кинополотно известнейшего советского кинорежиссера Сергея Бондарчука по роману Льва Толстого «Война и мир», с участием всех звезд советского кинематографа…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
13 + 0 = 13
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В 1956 году в США был выпущен фильм «Война и мир», с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Фильм шел в советском прокате. Несколько своеобразная трактовка образов классического романа и обильная «клюква» в сценах, изображавших русскую жизнь, стали главным побудительным мотивом для руководства СССР, выделившем большие деньги на достойную для романа Л. Толстого экранизацию.
    • Тем не менее — в советской экранизации образ Наташи Ростовой поразительно похож на образ, созданный Одри Хепберн.
    • В экранизации тщательно обойдены все «острые углы» великого романа Толстого, образы главных героев романа в фильме полностью соответствуют их трактовкам в школьном курсе литературы того времени. Как следствие, в то время, когда в школах «проходили» «Войну и мир» — в кинотеатрах специально для школьников устраивали сеансы с показом данного фильма. Посещение фильма было организованным («всем классом») и до известной степени — обязательным.
    • Американский продюсер Майкл Тодд, посетив СССР со своей женой Элизабет Тейлор в конце 50-х годов предложил советскому киноначальству совместное производство фильма с использованием его системы Тодд-АО. Он привез в Москву 65-мм студийную кинокамеру и 70-мм кинопроектор для демонстрации возможностей системы. Предложение было отвергнуто, но оставшаяся в Москве кинотехника послужила основой для создания советской 70-мм системы широкоформатного кино.
    • Работа над советской экранизацией началась с 1961 года, непосредственные съёмки начались в 1963 году. Последняя часть фильма вышла только в 1968 году. Таким образом, на производство фильма ушло около 7 лет, из которых 3 года ушло на съемку «1812 года». Как тогда шутили в «Советском экране» — «рассматривается предложение о вводе в съемочную группу настоящего генерала — для того, что бы он закончил «войну двенадцатого года» одним молниеносным ударом».
    • В американском прокате фильм «урезали» на 1 час.
    • Первоначально для постановки фильма хотели привлечь режиссёра Ивана Пырьева.
    • Множество музеев СССР предоставляли свои артефакты для съёмок.
    • Второй советский фильм, получивший премию «Оскар» (1969).
    • В массовой сцене битвы при Бородино участвовало около 120 тысяч человек (занесено в книгу рекордов Гиннеса). Скорее всего — это преувеличение, так как в любом кадре «сражения» одновременно находится не более трех тысяч человек. Желающие могут легко проверить этот факт (при этом надо учитывать кадры с «наложением» двух планов друг на друга). Во время битвы по полю перемещаются «батальоны» пехоты, каждый из которых изображает всего лишь один взвод солдат, но быстрая смена планов не позволяет зрителю обратить на этот факт внимание.
    • Работа над фильмом начиналась тяжело. Не выдержав властного характера Бондарчука, от него ушли второй режиссёр, некоторые актёры и операторы. Сам Сергей Фёдорович едва не умер — в 1965-м году у него на несколько минут остановилось сердце.
    • Официально объявленный бюджет «Войны и мира» — 18 млн. рублей, что составляло по тогдашнему курсу рубля к доллару $29 млн. В пересчёте на 2008 год — это примерно $185 млн…
    • Сыгравший Анатоля Василий Лановой мечтал о роли князя Андрея и даже хотел на неё пробоваться.
    • Во многих кадрах можно увидеть, что солдаты обуты в советские кирзовые сапоги типа «трубы».
    • Консультантом по этикету на съёмках фильма работала Анна Книпер-Тимирёва, гражданская жена адмирала Колчака.
    • Премьера «Войны и мира» на иностранном телевидении состоялась в марте 1981 года, на мексиканских каналах «I» и «II». Фильм вошел в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный фильм, показанный по ТВ.
    • Для создания костюмов была использована коллекция оловянных солдатиков ленинградского коллекционера.
    • еще 14 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Теперь, может быть, не все уже помнят, что грандиозный замысел Сергея Бондарчука вряд ли был бы осуществлён в течение семи лет (с 1960-го по 1967-й) работы над столь дорогостоящим (примерно $29 млн.) даже в мировом масштабе фильмом — хотя гигантская массовка в 120 тысяч солдат, упомянутая в книге рекордов Гиннесса, практически обошлась бесплатно для «Мосфильма»… Если бы не уязвлённое чувство советских людей, подкреплённое партийно-правительственным желанием «догнать и перегнать Америку». Ведь в области космоса, термоядерной бомбы и балета тогда это удалось, а вот добротная экранизация знаменитого на весь мир романа Льва Толстого сначала была сделана американцами при участии итальянцев. И в 1959 году лента «Война и мир» Кинга Видора с немалым успехом демонстрировалась в СССР (31,4 млн. зрителей, 2-е место среди заграничных картин — как это ни забавно, сразу же после «Колдуньи», вольной французской версии «Олеси» Александра Куприна — и общее 10-е место по итогам года, кстати, недалеко от занявшей пятую строчку в таблице «Судьбы человека», режиссёрского дебюта Сергея Бондарчука). Так что совпали устремления постановщика и важный государственный заказ: ответить американцам более величественной киноэпопеей по сравнению с лишённой исторического фона и даже несколько камерной любовной «беллетристикой по-голливудски», которой являлась версия Видора. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 774 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Война и мир, русский вариант. Тут, как говорится семейный портрет в интерьере. Конечно, преклоняюсь перед замыслом и подвигом режиссера. Все, что делается на полях сражений, грандиозно. Прекрасно звучит закадровый голос. Все основное в романе, главное — текст Толстого, бережно перенесены на экран. Практически не упущено и не добавлено ни одного слова из диалогов, сценарий очень полный и точный. Это вам не зарубежные экранизации, где сначала пишут сценарий на английском или французском, а затем переводят для русского(!) зрителя, вовсе не заглядывая в оригинал, получается, конечно, отсебятина. Правда, иногда выручают актеры. Итак, что касается массовых сцен, сражений, вернее, панорамных битв, и самой русской природы, это, конечно, шедевр.

    Но посмотрим, какой акцент сделан на героев. Не представляю себе человека, который руководит таким огромным техническим производством, целым комбинатом и при этом играет одну из главных ролей (Пьера). Он получился грузноватым, статичным, с выражением вечного недоумения (удивления) на лице. Должна же быть в Пьере доля обаяния! Хотя бы как у Генри Фонда в американском варианте.

    Дальше — Элен. Это должна быть красавица типа Беаты Тышкевич. Недостаточно красивых плеч и груди, лицо тоже должно завораживать. Здесь Элен достаточно статична. Если бы речь шла просто о живых картинах (было раньше такое развлечение), то она бы подошла. Кутузов (Захава) — неплохой, хотя Ильинский — лучше.

    К сожалению, Наташу не могу похвалить. Она похожа на фарфоровую Барби, которую научили говорить с выражением, как на детском утреннике. У нее нет самого главного — духовности и глубины. Поэтому она проигрывает не только состоящей из одних нервов и обаяния Одри Хепберн, но и некрасивой француженке Клеманс Поэзи, играющей Наташу во французском варианте — есть в ее Наташе какая-то загадочная, неуловимая тонкость. Наташа Бондарчука бежит балетной походкой, ставя ноги в третью позицию, как все балерины. Конечно, их дуэт с князем Андреем сам по себе очень красив. И вальс, и русский танец Наташи безукоризненны. Еще бы, русская школа балета. Но этого недостаточно.

    А что с князем Андреем? В него не веришь ни капли и не ощущаешь как живого человека. Впрочем, с этим трудности и в самом романе. Очень трудно представить героя, если в нем нет отрицательных черт, недостатков или хоть каких-то особенностей. Не за что зацепиться обычному человеку. Воплощенная честь и достоинство — это понятно, а вот какие-нибудь бытовые черты, сближающие его с нами? Их нет. Слишком правильный, слишком книжный. Поэтому Тихонову было очень сложно внести свои краски…

    Из актеров очень (до восторга) порадовали великие старики — Станицын (старый граф Ростов) и, особенно, Кторов (старый Болконский). Вот здесь человек и герой романа раскрываются полностью. Кторов великолепен. Княжна Марья тоже неплоха, хотя старообразна. Вообще, что за привычка у режиссеров — если где-то в романе сказано, что героиня некрасива, так и поступать. Можно быть очень красивой, но сыграть неуверенность, забитость, вот вам и княжна. Но хотя бы духовное начало в этом варианте есть. Княгиня Лиза Болконская — тоже, как и Наташа, — Барби, красивая кукла, но несколько на китаевидный манер, на нее смотреть приятно, но это, пожалуй, и все.

    А если хотите духовности, идите в театр Фоменко. Там нет никаких сражений, но есть настоящий Толстой. Изобретательная Наташа, и все герои — ей подстать. Но главный герой там, конечно, режиссер.

    8 из 10

    26 декабря 2013 | 09:47

    Знаю, что со мной будет после того, как люди это прочитают, но молчать не могу. Меня будут считать дегенератом, но я-то вижу, что не один я такого мнения об этом «шедевре», так что, почитайте отрицательные рецензии и от других авторов и сделайте выводы. До поры — до времени я вообще не имел претензий к советскому кино, пока не познакомился с ним поближе. Кто бы мог подумать, что особенное недоумение и раздражение вызовет именно экранизация великого романа, получившая рейтинг (о ужас) 8 из 10. Скорее всего, высший балл ставят те, кто читал роман столь досконально, что помнит его наизусть, и поэтому поняли всё в этом фильме. Я читал «Войну и мир», правда, не полностью, поскольку элементарно не хватало времени. Недавно ознакомился с тремя экранизациями этого романа, и по-настоящему понравился только мини-сериал 2007 года. По крайней мере, в нём всё предельно ясно, и смотрится интересно, а не нудно. Единственный минус новой экранизации в том, что из «Войны и мира» экранизировали большей частью мир, а про войну сняли мало, видимо, потому что бюджет не позволил (хотя вообще-то бюджет был довольно немаленький). Не впечатлил американский фильм 1956 года, который, собственно, и «сподвиг» советских мастеров кино на снятие собственной экранизации «Войны и мира». Тем не менее, его смотреть было тоже по крайней мере интереснее, чем этот. При продолжительности в три с лишним часа, версия США показала менее половины романа. Наши, в свою очередь, сняли целый мини-сериал, потратив на него бешеные деньги (баснословная для СССР сумма), что положительно отразилось на технической стороне фильма: на фоне бедно снятых советских фильмов, этот выглядит очень зрелищно: при отсутствии компьютерной графики, вживую были сняты батальные сцены, причём сняты весьма впечатляюще! Но я и подумать не мог, что мне придётся про советский фильм сказать, что в нём нет ничего, кроме спецэффектов! Сам в шоке! Обычно мы говорим такие вещи про американские блокбастеры, а тут про советский фильм.

    Почему не понравилось? Да всё банально и просто — фильм неинтересный, и его уж точно не понять тому, кто не полностью читал роман. Любая экранизация должна уметь донести всё даже до того зрителя, который не знаком с литературным первоисточником. Первая серия длится более двух часов. Это было пыткой. Дальше смотреть никто не заставит. Это не историческое кино, а мыльная опера. Так что рецензию пишу только по первой серии, потому что уверен, что остальные не лучше. Диалоги отличаются от книжных, я прекрасно помню некоторые фразы из романа. Действия, вроде бы, те же самые, что в книге, но смотрятся они абсолютно неинтересно, и элементарно непонятно, что вообще происходит на экране.

    Ну а подбор актёров — это тихий ужас. Вы себе представляете Пьера и Элен в 50-летнем возрасте? Особенно Элен должна быть молодой и невероятно красивой дамой, но никак не пожилой женщиной! Смотреть на это безобразие было крайне неприятно. Я и не знал, что всеми уважаемый Сергей Бондарчук снимал вот так. Это отвратительная экранизация, и вообще один из самых скучнейших фильмов, что я видел.

    2 из 10

    4 января 2015 | 12:55

    Можно ли воспринимать данный фильм как некое отдельное, самостоятельное произведение кинематографа? Конечно, нет. Смотреть этот фильм, не будучи при этом знакомым с самой книгой, нет никакого смысла, так как данное творение Бондарчука скорее стоит воспринимать как иллюстрацию к роману. Но стоит ли это ставить в минус такому фильму? Попробую сформулировать свою мысль так: если есть такое произведение как «Война и мир», грандиозное, всеохватывающее, режиссёру нужно только с огромным уважением подойти к нему, взять самое главное, ни в коем случае ничего не изменяя и не добавляя, и постараться только визуализировать то, о чём писал Толстой. Используя свой талант и свою способность «показывать», делать акценты на способ съёмки, на некоторые приёмы, на музыку, на цвет, передавать тем самым эмоции, переживания героев романа. Именно с этой задачей Бондарчук справился как нельзя лучше. Да, некоторое из книги не было отражено в фильме, а именно моменты очень важные, но то, что было снято Бондарчуком, после просмотра оставляет именно то ощущение глобальности, восторженности, которое оставалось и после прочтения.

    В первую очередь хочется написать о тех потрясающих съёмках с высоты птичьего полёта, когда взору зрителя предстают поля, леса, река, небо. Всё это как нельзя верно передает именно настроение мира, его величия, ту мысль, что мы его часть и что он внутри нас, что мысль человека должна покрывать всё это, осознавать и любить. Эти кадры появляются именно в тех эпизодах, где без них никак не отразить состояние героев. В разговоре Пьера с князем Андреем, где Пьер говорит, что он составляет часть гармонического целого; в эпизоде той лунной ночи, испытанного Наташей восторга от её красоты; когда князь Андрей смотрел на гранату и впервые почувствовал угрозу смерти; в момент осознания Пьером в плену своей внутренней свободы. И в конце фильма, под грандиозную музыку, под восклицания «Да здравствует весь свет!» на разных языках, эти съёмки — это самое правильное и нужное, что можно было показать. Вот в чём состоит величие Бондарчука как режиссёра, именно в способности показать такие сложные настроения, дополнить визуально то, о чём писал Толстой.

    Так же это чувствуется в грандиозных батальных сценах, в сцене пожара и разграбления Москвы, бегства французов из России. Но при этом режиссёр в противовес таким громадным эпизодам позволяет зрителю почувствовать эмоции одного отдельно взятого человека. Например, в сцене, когда по полю боя, которое всё в дыму и не видно неба, под звон колоколов в сочетании с колыбельным пением идёт один солдат. Меня лично это тронуло до слёз, словно чувствуешь его усталость, непонимание зачем все эти убийства, желание оказаться в тишине. Война безобразна. А затем показывается Наполеон, мрачно осматривающий поле битвы, и звучит голос Бондарчука, обличавшего его ничтожность. Для меня данный эпизод — один из самых сильных из всего просмотренного в кинематографе вообще.

    Завораживает практически весь фильм. Внимание приковывают незаметные по началу детали, воздействующие скорее над подсознание. Например, сцены смерти старого князя Болконского, а затем и его сына, показаны в пустых, белых комнатах, словно тем самым показывается отрешенность от чего-то земного, наполненного цветом и жизнью вообще. После кончины старого князя зритель видит ту аллею, по которой он гулял каждый день, будто делается акцент на том, что люди уходят, но вокруг ничего не меняется. Эпизод появления Курагина в жизни Наташи: всё показывается словно через призму, в мерцающем свете свечей, под редкие звуки хрустального звона, чувствуется что-то хрупкое, что вот-вот разобьётся, что и произошло с Наташей. И после этого, когда Пьер впервые признался ей в своей любви, вспомните, какая в тот момент ещё звучала музыка: тонкая, аккуратная, несущая в себе надежду на Наташино возрождение и новую жизнь. Впечатлил даже неприятно сорвавшийся голос Элен во время ссоры с Пьером, дающий зрителю понять, что за красотой и величественностью этой женщины скрывается её низость и безобразие. Это фильм, который действительно надо уметь видеть.

    Если разбирать по актёрам, то все они подобраны как нельзя лучше, и сыграли они очень выразительно. В них чувствуешь то, что было прочитано в книге. Как же Наташа смотрела на Пьера в конце фильма, её улыбка, само выражение лица — мудрой, многое пережившей и изменившейся девушки, совсем не той, какой зритель видит её в начале фильма — веселой, лёгкой, просто летящей девочкой. Самое главное — в ней видна перемена. Князь Андрей в исполнении Тихонова — да, это именно тот человек, который представлялся во время чтения: много думающий, скупой на эмоции, отказавшийся от счастья и затем признавший его. В конце хорошо чувствуется его отказ от жизни, равнодушие и уход, тот самый нравственный, несмотря на то, что сердце продолжало биться, и он продолжал дышать. Что касается Пьера, жаль что в фильме не показана вся его мыслительная работа, только отдельные моменты. Но, как говорится «для тех, кто читал». Зритель не может узнать обо всём этом из фильма, но он может самое главное — прочувствовать Пьера. Например, когда что-то умерло в нём, когда он наблюдал казнь, парализующий ужас перед тем «порядком», а затем встреча с Каратаевым. Пьер постепенно возвращался к жизни, затем чтобы потом закричать: «И всё это во мне, и всё это я!» Я верю в то, что Пьер в итоге стал декабристом, и, глядя на игру Бондарчука, кажется, что не может быть иначе. Я полюбила княжну Марью в исполнении Шурановой, актриса словно была рождена для воплощения этого образа. Простое лицо, не обладающее особой красотой, но одухотворённое, нежное. И самое главное: её глаза. Те самые — лучистые, проникающее в самое сердце. Кутузов кажется прямо родным, так точно сыграны актёром его старческая трогательность в сочетании с тем духовным величием, свойственным этому человеку. В князе Болконском чувствуется его суровость и железный характер, которые в итоге сменяются на старческую размягчённость в сцене встречи сына и перед смертью. Долохов, Курагин — очень притягательные мужчины и в то же время отталкивающие от себя как личности. В общем, что и говорить: цвет советского кинематографа — от главных героев до самых небольших ролей.

    Для меня этот фильм и книга теперь неразрывное целое, Толстой написал — Бондарчук показал. Да, иллюстрации, может быть в них нет целостности и последовательности. Но боже, как же величественно это кино, как же оно гармонично дополняет книгу, проникает в самое сердце и одухотворяет. Одухотворяет — самое точное для этого фильма слово, самое лучшее, что может дать человеку кинематограф.

    16 февраля 2011 | 22:42

    Жаль мне писать цифру «2», но это вовсе не значит, что после «Возвращения короля» этот фильм второй. Нет, просто «Война и мир» и «Властелин колец» — совершенно разные вещи, общее у них только одно — это фильмы на все времена. Просто на шедевр Питера Джексона я написал рецензию раньше.

    Итак, Лев Толстой создал в своё время великий роман (хотя сам автор и не признавал его великим), а Сергей Бондарчук снял по нему великое кино. Так ещё никогда не снимали и никогда не снимут. Такое не повторяется.

    Костюмы, декорации — всё славно. Атмосфера начала 19-го века воссоздана как нельзя лучше — и на балах, и в салонах Шерер и Элен, и в поместье Болконских. И, разумеется, на полях сражений.

    Батальные сцены шикарны. А как всё снято! В одном кадре мы видим длинные марширующие колонны, потом камера перемещается и нашему взору предстают лица отдельных солдат и офицеров. Как и у Питера Джексона, здесь даже эпизодические роли отыграны изумительно.

    И кстати, насчёт актёров. Образ Наташи Ростовой в самую точку. Когда читал роман, то вначале я её себе так примерно и представлял. Андрей Болконский, сыгранный Вячеславом Тихоновым (по привычке порой называю актёра просто Штирлицом) без комментариев. А вот что касаемо Пьера Безухова и Элен Курагиной, то их я себе представлял как-то… моложе, что ли.

    Наконец, Наполеон… Вот он, настоящее «корсиканское чудовище». Холодный, расчётливый, с орлиным взором… «Самая большая ошибка в моей жизни — то, что я не сжег Берлин». У Бондарчука прямо-таки какая-то тяга к данному историческому персонажу (после «Войны и Мира» мэтр снимет «Ватерлоо»). Актёр постарался на славу, хотя образ, воссозданный Рэдом Стайгером мне куда ближе.

    Итак, мой восторг не знает границ. У нас богатая история, и нам с вами есть, чем гордиться.

    10 из 10

    14 мая 2012 | 21:17

    Великолепная экранизация, великолепной книги. Фильм «Война и мир» произвел на меня очень большое впечатление. Масштаб работы Бондарчука и всех остальных, кто работал над фильмом поистине грандиозный. В особенности меня, конечно, поразили сцены сражений. Смотришь и понимаешь, что здесь нет ни одного спецэффекта, ни одного нарисованного на компьютере солдата или взрыва.

    Понравился и подбор актеров. Фильм смотрела после прочтения книги, и в целом, почти всех героев примерно так и представляла. Хотя признаюсь честно — книгу читать все же интереснее, но и кино всегда с удовольствием при случае посмотрю.

    14 сентября 2007 | 19:46

    Слава богу, нас в школе не усадили смотреть это чудо. Да и сама эпопея проходилась в ускоренном темпе из-за жуткого отставания нашего физмата от программы по литературе. Мы даже сочинение не успели написать. Может, и поэтому тоже, а скорее всего потому, что я успела прочитать «Войну и мир» до десятого класса, она осталась для меня свободной от того нудного хрестоматийного гнета, который способен испортить любую хорошую книгу, особенно в пятнадцать лет.

    «Войну и мир» я люблю. Поэтому и фильм смотреть не спешила — а ну как фигня? Но любопытство все таки пересилило — и не напрасно. Этим катаклизматическим летом, кашляя дымом не хуже солдат под Смоленском, с жуткой головной болью и компрессом на лбу я таращилась в экран без перерыва несколько часов. Выражения, описывающие мое впечатление от увиденного, к сожалению, не рекомендованы «Правилами написания рецензий». Поэтому придется писать длиннее.

    Про композицию

    Смотреть фильм, чтобы узнать, о чем книга — бессмысленная затея. Не понимаю, как многие это делают — неужели что-то понятно? Тем более, что «фильмом» в полном смысле слова ЭТО назвать сложно. Скорее сборник иллюстраций на известные сюжеты. Вот «Салон Анны Павловны», вот «Лысые горы», вот «Шенграбенское сражение», вот «Именины у Ростовых». Сходство с картинной галереей создает и потрясающая визуальная эстетика отдельных кадров, и появляющееся порой желание почитать справку, поясняющую изображенные события. Ощущение необычное и, пожалуй, приятное. Чем превращать «Войну и мир» в приключенческий экшн с любвями Наташи Ростовой, возможно, и имеет смысл остановиться на некоторых эпизодах, не пытаясь связать их в динамичный клубок, и спокойно и плавно провести по ним зрителя, как по музею, с экскурсоводом-Бондарчуком. Меня увлекло.

    Про атмосферу

    В лучших традициях русской классики. То есть все плохо. Черт его знает, почему у нас так — то ли пятимесячная зима виновата, то ли просто привычка такая, но почти всякое боле-менее серьезное произведение грустно. Если бал — то кому-нибудь обязательно на нем тошно, если предложение руки и сердца — то обязательно со слезами, веселая охота кончается сомнениями, сражение — максимум ничьей за страшную цену, а просветление, понятное дело, — смертью. Женительно-родительный эпилог нам не показали, и неизвестно еще, почему. То ли не захотели выводить зрителя из тоскливой эйфории, то ли не стали добивать его трудной судьбой декабристских жен.

    Про актеров

    Тихонова я люблю. И это тоже одна из причин, по которой я откладывала просмотр. Все таки его тут сильно ругали, мало ли — вдруг и мне не понравится? Понравился. Может, потому, что я никогда не была поклонницей самого Андрея Болконского. Князь, конечно, товарищ достойный, но лично меня при чтении порядочно бесил. Эти его закидоны, это высокомерие — причем не тупое высокомерие, отказывающееся что-либо видеть дальше своего носа, и даже не высокомерие ума, а какое-то «благородное высокомерие»: я весь из себя хороший, а вы нет, вот вам мое фи. Такой ходячий оксюморон. И в фильме тоже. Не благородный герой, не привлекательный мерзавец, а именно неприятный рыцарь. Один его гаденький смех чего стоит. Вообще очень удачный голос — красивый такой, глубокий, но довольно легко срывающийся на резкие, скрипучие ноты. И в то же время Тихонов — это все таки Тихонов, и когда надо, он улыбается так, как только он умеет улыбаться. И левость пребывания князя Андрея на земле становится совершенно очевидной.

    С Людмилой Савельевой немного сложнее. Иногда она казалась мне чересчур жеманной, чего у ее героини отродясь не бывало. Не черные глаза тоже расстроили. Зато здорово, что Наташу сыграла балерина. Танцующий человек очень отличается от нетанцующего, и не только на балу. Это и гибкость, и легкость, и осанка, и общая «музыкальность» движений. В этом отношении Наташа вышла самая что ни на есть Наташинская. Не просто бегает и скачет, а бегает и скачет красиво, причем не от того, что рисуется, а потому, что занимается. Вообще героиня получилась очень симпатичная, особенно с нарисованными усами. Я бы в такую влюбилась. И определение «девочка» ей вполне подходит.

    Пьер-Бондарчук. С этим сложнее всего. Все таки возраст есть возраст, и на молодого человека получившийся герой никак не тянет. А так как сюжет остался неизмененным, возникает куча нелогичных ситуаций. Отчего такой солидный дяденька так несолидно себя ведет? Отчего он в сорок лет еще не решил, какую службу выбрать? Хотя, если закрыть глаза на возраст, Бондарчук хорош. Очень даже Пьер — и простодушный, и рассеяный, и интеллект на лице присутствует. Комплекция тоже вполне подходящая. Разве что улыбаться бы ему побольше, особенно до женитьбы. Эх, двадцать бы лет актеру да губы потолще — и был бы вообще класс.

    Табаков в роли Николая Ростова — вполне, вполне. Здорово сочетается с Наташей, особенно усатой. Только жаль, что его так мало, как и княжны Марьи. Конечно, экранное время ограничено, но ведь последние два фильма не такие уж и длинные, а пылающая Москва пылала так долго, что от ее сокращения на десять минут масштабность нисколько не пострадала бы. Хоть тридцать минут бы выделили на эту замечательную лав-стори. Очень бы хотелось ее посмотреть с такими Марьей и Николаем.

    Понравилась графиня Ростова. Абсолютное совпадение с моим представлением. Петя хорош. Старый граф — не очень. Какой-то чересчур водевильный. Зато отпадный старик Болконский. Этот точно приказал бы закидать снегом расчищенную для гостей дорогу. И со своими детьми он хорошо сочетается. Тоже одна из главных актерских удач. Анатоль — двойственные ощущения. Играет Лановой хорошо, но внешне у меня с персонажем никак не ассоциируется. Я всегда представляла себе кавалергардов такими рослыми румяными детинами, а этот Анатоль изящный, худенький. Какой-то «компактный». А вот Олега Ефремова в роли Долохова я не понимаю вообще. Ну такое доброе и мягкое у него лицо, ну не похож он на отчаянного и жестокого бретера. Скорее уж я представляю Ланового в этой роли.

    Понравилась Анисья, капитан Тушин, молоденький офицер на батарее под Бородиным. Вообще неожиданно интересно было смотреть совершенно не зацепившие при чтении, но подробно разбираемые в школе моменты — плен, например, или вечер у дядюшки. Как-то душевно получилось, без протокольности. Очаровательные песни. Очаровательные марши, полонезы и вальсы. Очаровательные фишечки вроде двуликой скульптуры, провожающей обоими взглядами разговорившихся о «заколдованном круге» светской жизни друзей. Хороший фильм.

    Ах да, Аустерлиц. После того, как князь Андрей прокричал это свое «Ребята, вперед!», я полезла в книгу перечитывать эпизод. Там было написано: «по-детски пронзительно». Ух ты ж блин! Я все-таки не удержалась.

    9 октября 2010 | 02:00

    «Война и мир» — не просто книга и фильм, а символ нашей страны, отражение русского менталитета. «Война и мир» дает полное представление о жизни всех слоев общества: дворянства, крестьян, интеллигенции, офицеров и простых солдат. Лев Толстой изобразил разнообразие русских характеров, показал миру взгляд высшего света Российской империи на грандиозные исторические события, на преобразования и реформы, проводившиеся внутри страны, охватив при этом огромный промежуток времени, а Сергей Бондарчук мастерски перенес все это на экран, стараясь не упустить ни единой важной детали, чего не скажешь о создателях современной экранизации, промахнувшихся даже с внешностью главных героев. Отличие советской экранизации от остальных и заслуга режиссера — это батальный сцены, создатели не скупились на людей и коней, натурально смотрятся взрывы и пожар в Москве.

    Главная героиня — это всем известная Наташа Ростова, но вот с поручиком Ржевским она, скорее всего, знакома не была. Можно бесконечно отпускать шуточки про ее легкое поведение, но чаще всего это делают только те, кто с романом не ознакомился, но какие-то крохи из школьной программы в голове остались. Наташа — воплощение искренности и естественности, она обворожительна, воспринимает мир на уровне чувств, а не мыслей. Вся семья Ростовых- это светлое пятно среди русских дворян. Лев Толстой доходчиво объяснил, что светский салон, французские романы и откровенные наряды — некомильфо. Надобно жить не ради общества, а ради семьи и Отечества, хотя бы стараться, как старался это делать Пьер Безухов. Ах, этот добрейший Пьер! Обычно всех отталкивает его образ, потому что, стоит напомнить, в романе Пьер — это не Сергей Бондарчук, а книжный Пьер некрасив и толст. Не побоюсь сказать это, но Сергей Бондарчук слишком красив для роли Безухова, это и не обсуждается, но вот никого другого в этой роли уже и представить нельзя. Но вернемся к герою: его главная проблема — это естественность и большой ум, он не может участвовать в бессмысленных разговорах, подстраиваясь под нормы этикета, когда видит, что окружающие его люди глупы. Он думает, что проблема в нем, а не в обществе, ищет ответ и утешение в религии, в масонстве, в благотворительности. Судьба сводит графа с недостойной женщиной, княгиней Элен, но только Пьер видит ее безнравственность, удивляясь, как же другие не замечают.

    Единственная причина, по которой многие школьницы читают роман и смотрят фильм — это Андрей Болконский, роль которого досталась очаровательному Вячеславу Тихонову. Гордый и красивый князь — предел мечтаний. По ходу романа происходит его нравственное становление, но поначалу он предстает молодым человеком, ищущим только славы, готовым ради не пожертвовать всем, включая спокойствие и счастье своих близких. Опять-таки, Тихонов просто идеально подошел на эту роль, сложно даже представить, что это мог быть кто-то другой. В самом деле, все актеры подобраны на редкость удачно, даже Ирина Скобцева, хоть она и старше своей героини. Только вот Олег Табаков не очень похож на книжного Николая Ростова, хоть и сыграл превосходно. Не понимаю, почему полностью убрали его сюжетную линию в последнем фильме.

    Сергей Бондарчук проделал грандиозную работу, во время съемок у него на несколько минут остановилось сердце, вероятно, от постоянного напряжения. Только гений может так выкладываться. Бондарчука можно смело сравнивать с Микеланджело. Молебен перед Бородинским сражением — это лучшая сцена за все время существования кинематографа, режиссер показал нам единство русского народа лучше, чем Лев Толстой описал этот момент. Разумеется, это было рискованно в советское время, власть могла не пропустить этот отрывок, где все солдаты, офицеры, главнокомандующий становятся на колени перед ликом Пресвятой Богородицы, но эта сцена была просто необходима. Как иначе можно было передать этот общий дух патриотизма, единения?

    В общем, это самый настоящий шедевр, который должен увидеть каждый человек и не только русский. Так, например, Лев Толстой называет русским грузина Петра Багратиона, который жизнь свою отдал за спасение нашего Отечества. Это доказывает нам, что русский — состояние души, а не национальность. В некоторых аристократах того времени было меньше русского, чем имел в своем сердце немец Барклай-де-Толли и генерал Багратион. Именно поэтому так явно выделяется из общей массы плохо говорящая на французском Наташа Ростова и Марья Болконская, отказавшаяся оставаться под властью французов в родном доме. Увы, один из самых эмоциональных книжных моментов в фильм не перенесен, когда княжна Марья сказала себе:" Это я, дочь Николая Андреевича Болконского, дочь русского генерала, я должна остаться и подчиняться французам? Не бывать этому никогда». Несмотря на то что остаться было безопасней, она покинула свой дом, эта кроткая и трусливая прежде княжна Марья.

    9 августа 2014 | 12:14

    Мною был прочитан первый том, поэтому скажу сразу, кастинг актеров не самый, так скажем, «в точку». Единственное, на мой взгляд, попадание в десятку это роль Пьера, отлично исполненная самим режиссером Сергеем Бондарчуком. Все остальные герои, не соответствуют описанию, данному в романе. Наташа как фарфоровая кукла, на роль Элен, вместо невероятной красавицы, взяли сорокапятилетнюю актрису с высветленными волосами, Андрею не хватило стати и немного роста, ну, в общем, сплошные промахи, у столь титулованного фильма их быть не должно.

    Теперь о сьемке, она, для того времени, можно сказать отличная, по крайне мерее оправдывает потраченные деньги. Полностью, со всеми подробностями показаны сцены сражений (прошу заметить с большим количеством людей и без спецэффектов), они то как раз немного оживляют, в целом, затянутый фильм. По мне так каждую из серий можно сократить минут на двадцать точно. Но отсутствие современной компьютерной графики и добросовестный монтаж ставят картине плюс.

    Понравилось обилие закадровых монологов, с точностью передающих текст романа. Возможно, «тягучести» фильма можно найти оправдание, в старание авторов точнее передать текст. Но мне кажется, что, не смотря на это, им все ровно не удалось.

    О возможности просмотра скажу так, читали Толстого — смотрите, если же не читали, то посоветую экранизацию 2007 года, она можно сказать новая, с более современны прочтением, не так затянута и актеры подобранны лучше. Но вырезано много, стоящих моментов и меньше, именно диалоговых, соответствий с романом.

    В целом, не смотря на то, что лично мне фильм не понравился, он получает 6-ку, за действительно талантливого советского режиссера, прекрасные монологи и хорошие, для 60-х, сьемки. А вообще это классика, и у каждого всегда свое мнение на ее счет.

    6 из 10

    9 января 2013 | 03:32

    Обожаю эту книгу! Решила посмотреть фильм (с тайной боязнью разочароваться).

    Но фильм понравился (в отличие от большинства фильмов, снятых по книгам и просмотренных уже после прочтения).

    По уровню съемки Властелин колец просто отдыхает. Батальные сцены сняты шикарно (особенно для 60-х годов), вся массовка-тоже (на мой взгляд, с пожаром в Москве все-таки немного переборщили). Битва при Бородино, первый бал Наташи Ростовой, отступление французов — великолепный размах. Отдельно хочется отметить, что в фильме уделено внимание исконно русским забавам-охоте, святкам, русской народной музыке. Порадовали детали — как Петя Ростов засыпает под падение капель воды, как комья земли падают практически на зрителя (когда Пьер смотрит на могилу убитого французами мальчика), как собаки жрут погибших французов, как солдаты ждут приказа к наступлению или смерти (когда полк князя Андрея стоит в запасе)…

    По актерам: Тихонов сразу непривычен (князь Андрей представлялся немного другим), но в течение фильма убедил; Бондарчук в роли Пьера по характеру похож; Савельева-лучшая Наташа Ростова из всех бывших и будущих! Почему так мало внимания уделено княжне Марье-для меня загадка. По книге это был один из самых сильных персонажей Толстого.

    Фильм, конечно, сильно сокращен по сравнению с книгой в угоду батальным сценам, и это жалко. Совсем пропал период мирной жизни князя Андрея в Лысых Горах, абсолютно не раскрыта княжна Марья, период масонства Пьера. Человек, который не читал книгу, по фильму никогда не поймет, где это оказался Пьер во время захвата Москвы французами, и никогда не узнают, что в итоге Пьер женился на Наташе, а Ростов-на княжне Марье… (впрочем, надо читать книгу).

    По поводу некоторых комментарий «ничего не понятно в сражениях» — если бы Вы читали бы книгу, Вы бы знали, что Толстой считал, что ни в одном сражении ничего и не может быть понятно, что все в нем происходит из совпадения многих случайностей, на которые действия полководцев ничуть не влияют. По поводу остального «не понятно» — в принципе согласна.

    Несмотря на это фильм все равно ПОНРАВИЛСЯ! По уровню съемки почти не уступает современным, на мой взгляд. Красиво, захватывающе!

    А тот, кто ругает — а не на такое же американское «зрелище» вы ходите смотреть каждые выходные? чтобы трюков побольше, да в 3D желательно???

    8 из 10!

    2 августа 2011 | 01:42

    Это великий фильм. С такой фразы должен начинаться разговор об этой картине.

    «Война и мир» Льва Толстого — эталон крупной формы, лучший роман, из когда-либо написанных. И кинематограф не может обойти его стороной.

    В 1950-е знаменитый американский кинорежиссёр Кинг Видор поставил фильм по «Войне и миру» в США.

    Немногим позже Сергей Бондарчук поставил свой фильм в СССР.

    Спору нет, у нас получилось лучше.

    Сергей Бондарчук присутствует в фильме в трёх ипостасях — актёра, играющего роль, чтеца за кадром и, собственно, режиссёра.

    Как режиссёр он оказывается на недоступной высоте. Фильм выверен буквально покадрово и являет собой абсолютный триумф постановщика. Ему подвластно всё: он просвечивает стены, он может снимать битву практически крупным планом, а потом вдруг взлететь и увидеть чудовищное копошение людей с высоты птичьего полёта.

    Как чтец за кадром Сергей Фёдорович справляется не менее хорошо. Он находит идеальную интонацию для длинных толстовских периодов — и они не кажутся ни скучными, ни длинными.

    Вот как актёр Бондарчук терпит полный провал. Пьер у него только хорошо произносит тексты. Но возраста скрыть не удаётся — это же кино! Кажется странным, отчего это такой взрослый солидный человек вдруг так глупо себя ведёт. Кроме того, Пьер должен быть толстым, а Бондарчук таковым не является.

    Прочие актёры. Лучше всего получился кастинг семьи Болконских — хороши и старый князь, и княжна Марья. И Вячеслав Тихонов абсолютно на своём месте.

    Из Ростовых можно выделить только старого графа, остальные предельно урезаны. Наташа Ростова не удалась ни в какую. Савельева хоть и пытается что-то изобразить, но ни подвижности, ни обаяния, ни внешних данных ей явно не хватает.

    Семейство Курагиных не производит никакого впечатления вообще. Создаётся впечатление, что постановщик хочет их оправдать. И Скобцева (Элен) вместо гламурной наглости играет подлинное страдание, и беспокойный дурак Анатоль (Лановой) каким-то тихим влюблённым получается. Роль старого Курагина вообще почти целиком пошла под монтажные ножницы.

    Все эти промахи относятся к мирной части повествования. Оттого с таким недоумением смотрится фильм первый «Андрей Болконский», а вторая часть — «Наташа Ростова» — какая-то скучная и водянистая.

    Но когда речь заходит о войне 1812-го года, в фильме открывается второе дыхание. Военные сцены незабываемы. Именно в них, а также в полуфантастическом эпизоде захвата французами Москвы, отчётливо звучит то, что «Война и мир» — эпопея (западные постановщики почему-то считают мелодрамой, что свидетельствует об их ограниченности).

    И, конечно, технически баталии сделаны просто бесподобно — ни до Бондарчука, ни после такого не было.

    Плюс к тому Бондарчук решает «Войну и мир» не как классическую постановку старой книги. Фильм по меркам 1960-х годов — один из самых передовых. Бондарчук не стесняется самых смелых спецэффектов. Многие из них производят впечатление до сих пор (пересмотрите четвёртый фильм, и вы увидите, на каком метафизическом уровне сделаны сны и видения героев).

    В итоге получается просто грандиозная эпическая тетралогия, превзойти которую невозможно, по крайней мере, в ближайшие лет 100.

    27 августа 2009 | 10:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 289 руб.
    DVD, 289 руб.
    DVD, 289 руб.
    DVD, 289 руб.
    DVD, 1199 руб.
    аудиокнига, 689 руб.
    аудиокнига, 316 руб.
    аудиокнига, 316 руб.
    аудиокнига, 344 руб.
    аудиокнига, 397 руб.
    аудиокнига, 199 руб.
    аудиокнига, 397 руб.
    аудиокнига, 397 руб.
    аудиокнига, 191 руб.
    аудиокнига, 195 руб.
    аудиокнига, 195 руб.
    аудиокнига, 191 руб.
    аудиокнига, 713 руб.
    аудиокнига, 220 руб.
    аудиокнига, 220 руб.
    аудиокнига, 320 руб.
    подробнее

    Новости


    Британский канал BBC заявил о запуске в производство шестисерийной экранизации эпического романа Льва Толстого «Война и мир». Труднейшую работу по адаптации проделает Эндрю Дэвис, сценарист таких сериалов, как оригинальный «Карточный дом», «Гордость и предубеждение» с Колином Фёртом и «Эмма» с Кейт Бекинсейл(...)
     
    все новости

    Интервью


    Я встречался с огромным количеством очевидцев, военных и местных жителей, и получил такое количество материала, что, боюсь, мне его не разгрести еще несколько лет. Мне хватит еще на парочку фильмов… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    В Лос-Анджелесе прошла 72-я церемония вручения премии «Золотой глобус» — главной награды среди тех, что демонстрируют расстановку кинематографических сил перед грядущим «Оскаром». Лидером по количеству номинаций был «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, однако итоговый расклад оказался не в пользу ведущего конкурсанта. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 29-31 августа
    Отстранить режиссёров от работы над литературными сценариями (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    150.В случае убийства набирайте «М»Dial M for Murder8.177
    151.Вам и не снилось...8.176
    152.Семь самураевShichinin no samurai8.176
    153.Пятый элементThe Fifth Element8.175
    154.Мой сосед ТотороTonari no Totoro8.175
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.74%
    2.ВозвращенецThe Revenant97.08%
    3.Отряд самоубийцSuicide Squad96.37%
    4.Боги ЕгиптаGods of Egypt96.22%
    5.МакбетMacbeth96.22%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мистер СудьбаMr. Destiny13
    Волк с Уолл-стритThe Wolf of Wall Street429
    Век АдалинThe Age of Adaline4
    Из машиныEx Machina44
    Свой среди чужих, чужой среди своих43
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.513
    Земля будущегоTomorrowland6.514
    Однажды6.730
    Век АдалинThe Age of Adaline7.628
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.672
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры