всё о любом фильме:

Чужой

Alien
год
страна
слоган«В космосе твой крик никто не услышит...»
режиссерРидли Скотт
сценарийДэн О’Бэннон, Рональд Шусетт
продюсерГордон Кэрролл, Дэвид Гайлер, Уолтер Хилл, ...
операторДерек Ванлинт
композиторДжерри Голдсмит
художникМайкл Сеймур, Роджер Кристиан, Лесли Дилли, ...
монтажДэвид Краузер, Терри Роулингс, Питер Уитерлей
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  31.8 млн,    Германия (ФРГ)  1.96 млн,    Испания  1.38 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации (1):
В далеком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты неопознанный сигнал. Экипаж принимает решение совершить посадку и разобраться, в чем дело. Оказавшись на планете, астронавты повсюду обнаруживают неопознанные предметы, по виду напоминающие гигантские коконы…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
89 + 3 = 92
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • «Лицехват» и яйцо чужого Г. Р. Гигер собрал из бараньих и коровьих внутренностей, моллюсков и костей рыб.
    • Несмотря на то, что в 2003 году вышла режиссерская версия фильма, куда было добавлено несколько новых сцен, Ридли Скотт сделал специальную пометку в DVD-издании, гласящую, что настоящей режиссерской версией фильма он считает версию, смонтированную в 1979 году, еще до выхода картины на экраны. Режиссерская версия, в настоящее время доступная на DVD, была названа режиссерской, исходя лишь из коммерческих соображений.
    • В костюм «чужого» мог облачиться Питер Мейхью, исполнитель роли Чубаки в «Звездных Войнах». Рост этого британского гиганта составляет 2,21 м. В итоге эта роль досталась Боладжи Бадеджо (2,18 м).
    • Ридли Скотт занял режиссерское кресло после того, как его покинули четыре предыдущих кандидата.
    • В первом варианте сценария Рипли была мужчиной.
    • Роль Рипли изначально предлагалась Веронике Картрайт, но впоследствии выбор пал на Сигурни Уивер. Впрочем, Вероника также получила в проекте одну из главных ролей.
    • Многие диалоги являются импровизацией.
    • Для съемок было изготовлено три варианта «Чужих»: сама модель и два костюма, в которые облачались статисты.
    • Американский писатель-фантаст А. Э. ван Вогт обвинил создателей картины в плагиате, утверждая, что они украли его идею, описанную в книгах «Discord in Scarlet» (1939) и «Voyage of the Space Beagle» (1950). Но судебный процесс он выиграть не сумел.
    • По сценарию между Рипли и Далласом должна была пройти постельная сцена, но ее решили не снимать.
    • В первых набросках художника пришелец был снабжен глазами, но для съемок картины было принято решение избавиться от них, дабы придать существу более зловещий вид.
    • Ни одна из кинокомпаний не хотела браться за этот проект, посчитав его слишком жестоким и кровавым. Однако вскоре нашелся смельчак по имени Уолтер Хилл, представляющий интересы компании «20th Century Fox». Тем не менее, он тоже внес свою лепту в судьбу картины, посчитав первый вариант сценария чересчур мрачным. Ридли Скотт был вынужден удалить слишком жестокие сцены.
    • «Сырой» вариант картины длился 192 минуты (итоговая версия намного короче — 117 минут).
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер изменили имена всех персонажей в сценарии Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта. В сценарии О’Бэннона и Шусетта герои были прописаны таким образом, что их могли сыграть как мужчины, так и женщины. По словам сценаристов, они писали роль Рипли исключительно как мужскую.
    • Г. Р. Гигер создал несколько моделей чужих, из которых был выбран окончательный вариант.
    • На одном из этапов разработки проекта создатели фильма подумывали сделать тело чужого полупрозрачным.
    • Известнейший слух — никто из актеров, за исключением Джона Хёрта, не знал, что случится при «рождении» чужого — по большому счету, правдив. Актерам лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, рассказали о том, что будет происходить в данной сцене: например, Вероника Картрайт никак не ожидала, что её обрызгают кровью.
    • По словам Дэна О’Бэннона, идея, вынашивания чужеродного организма в человеческом теле, пришла ему в голову после того, как он узнал, что осы дорожные откладывают свои личинки в брюшках пауков. Однако, данный вид ос откладывает яйца на теле своей жертвы, а не внутри неё. Стоит добавить, что отдельные виды ос всё же откладывают яйца в телах других организмов: например, осы ихневмон и осы бракониды. Первые откладывают яйца в различных жуков, вторые — в определенные виды гусениц. В обоих случаях организм-носитель погибает при рождении осы.
    • Для сцены внутри инопланетного космического корабля было создано 130 яиц чужих.
    • Восемнадцать лет спустя после выхода фильма на экраны Г. Р. Гигер подал в суд на студию «20th Century Fox» за то, что его имя отсутствовало в титрах к фильму «Чужой 4: Воскрешение» (1997), и выиграл дело.
    • Режиссерская версия фильма, вышедшая в 2003 году, стала возможной благодаря 100 коробкам с пленками картины, обнаруженным на одном из складов студии.
    • Детали для декораций внутренних помещений «Ностромо» были найдены на кладбище самолетов.
    • В сцене, где команда «Ностромо» просыпается после гиперсна, груди Вероники Картрайт и Сигурни Уивер были покрыты киперной лентой.
    • Изначально Джон Финч должен был сыграть Кейна, но в первый день съёмок у него случился приступ диабета. Ридли Скотт знал, что Джон Хёрт не задействован на других проектах и предложил ему роль. Уже на следующий день Хёрт приступил к съёмкам.
    • Для того чтобы создать эффект резкого ускорения «Ностромо», несколько человек трясли и раскачивали кресла, в которых сидели актеры.
    • Когда таможенники увидели модели фэйсхаггеров Г. Р. Гигера, то они были настолько шокированы, что немедленно задержали его на американской границе. Дэну О’Бэннону пришлось приехать в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснить властям, что это — модели для фильма ужасов.
    • Сцена «рождения» чужого была снята с первого дубля, используя четыре камеры.
    • Для того чтобы испугать кота Джонса, перед ним посадили немецкую овчарку.
    • Сцена, в которой Даллас преследует чужого в вентиляционных шахтах, а остальная команда корабля предупреждает его, чтобы он поскорее покинул вентиляционную систему, была снята за один день.
    • Рон Кобб, делавший наброски для фильма, предложил, чтобы у чужого в качестве крови была кислота.
    • Джерри Голдсмит был в ярости, узнав, что Ридли Скотт и монтажер фильма Терри Роулингс существенно изменили его музыку, написанную специально для фильма.
    • Эш отсутствовал в первой версии сценария Дэна О’Бэннона.
    • Дэн О’Бэннон и Г. Р. Гигер познакомились на разработке проекта «Дюна» Алехандро Ходоровского — проекта, который так и не состоялся.
    • Сигурни Уивер была утверждена на роль Рипли, после того как продюсеры увидели пробы актрисы, на которых она произносила финальный монолог на борту спасательной шлюпки «Ностромо».
    • Идея фильма возникла у Дэна О’Бэннона, после того как он разочаровался реализацией своего первого сценария, «Темная звезда» (1974), который поставил Джон Карпентер. О’Бэннон писал сценарий «Чужого» с прицелом на гораздо больший бюджет, чем был у «Темной звезды», и значительно расширив хоррор-элемент.
    • Еще до начала работы над сценарием к «Чужому» Рональд Шусетт приобрел права на рассказ Филипа Дика «We Can Remember It for You Wholesale» (который впоследствии трансформируется в сценарий к картине «Вспомнить всё» (1990)) и попросил Дэна О’Бэннона помочь ему адаптировать произведение известного фантаста для большего экрана. В то же самое время О’Бэннон придумал историю об инопланетянине на космическом корабле. Новоиспеченные партнеры решили сначала написать сценарий об инопланетном монстре, т. к., по их мнению, данный проект было легче реализовать.
    • Первоначальное название картины — «Star Beast».
    • В первые шесть минут фильма нет диалогов.
    • Слово «fuck» произносится по ходу действия фильма 5 раз (Рипли говорит «fuck» четыре раза за фильм).
    • Студия «20th Century Fox» увеличила бюджет фильма в два раза (с $4,2 миллионов до $8,4), после того как Ридли Скотт показал свои раскадровки.
    • Ридли Скотт с радостью согласился поставить фильм, т. к. разработка предыдущего проекта, на котором он работал, зашла в тупик.
    • Три модели «Ностромо» различной длины и массы были построены для съёмок фильма.
    • Продюсеры третьесортного фильма ужасов «Оно! Ужас из космоса» (1958) подумывали подать на авторов «Чужого» в суд за плагиат, но не стали этого делать.
    • Изначально космический корабль должен был называться «Снарк» (фантастическое животное из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»), затем название изменили на «Левиафан» (морское чудовище, описанное в Библии; громадина, плавучая махина (о судне)). В конце концов, было решено остановиться на «Ностромо» (название корабля повторяет название книги Джозефа Конрада. На итальянском «nostromo» означает «боцман»).
    • Имя компьютера «Ностромо» — «Мать». Имя компьютера на корабле в фильме «Чужой 4: Воскрешение» (1997) — «Отец».
    • Два тридцатисекундных обратных отсчета в фильме продолжаются соответственно 36 и 37 секунд.
    • Вероника Картрайт узнала о том, что она не получила главную роль только тогда, когда её попросили прийти на съёмочную площадку для примерки нескольких костюмов её героини, Ламберт.
    • Космические костюмы, в которые одеты Том Скеррит, Джон Хёрт и Вероника Картрайт, были чрезвычайно неудобны, сделаны из нейлона и не пропускали воздух. Актеры, одетые в такие костюмы, изнывали от невероятной жары и очень часто падали в обморок. На съёмках постоянно присутствовала медсестра, которая следила за физическим состоянием трех актеров, и оказывала им первую помощь. Только после того, как для съёмок одной из сцен в костюмы одели детей Ридли Скотта и Дерека Ванлинта (оператор), и они также потеряли сознание, были внесены некоторые изменения в дизайн костюмов.
    • В начале съёмок Ридли Скотту приходилось каждый день выслушивать наставления девяти продюсеров, которые постоянно жаловались на то, что Ридли уж слишком много времени тратит на съёмки той или иной сцены.
    • В первый день съёмок сцен с участием кота Джонса, кожа Сигурни Уивер покрылась сыпью. Сигурни испугалась, что у неё аллергия на кошек, и её вполне могут уволить, т. к. для студии было намного проще заменить никому не известную актрису, чем найти четырех идентичных котов. Как оказалось, у Уивер была аллергия на глицерин, который служил имитацией пота на коже актрисы.
    • Название компании — Weylan Yutani. В фильме «Чужие» (1986) Джеймс Кэмерон немного подкорректировал название — Weyland Yutani.
    • В костюме чужого были использованы пластилин и детали моторов Rolls Royce.
    • Создатель спецэффектов Брайан Джонсон работал одновременно над этим фильмом и картиной «Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980).
    • После первых недель съёмок, Дэн О’Бэннон попросил у продюсеров разрешения посмотреть отснятый материал, но получил отказ. Однако, О’Бэннону удалось просмотреть материал: он договорился с киномехаником и находился в комнате с кинопроектором во время показа чернового материала.
    • Для того чтобы снять сцену «рождения» чужого, Джону Хёрту пришлось просунуть голову, плечи и руки в специальную дыру в столе, соединенном с искусственным туловищем, в котором содержался сжатый воздух и множество внутренностей животных.
    • Вопль, который издает новорожденный чужой, — это комбинация звуков шипения гадюки, свинячьего визга и плача ребенка.
    • Для сцен, где чужой перемещается по кораблю, декорации помещений специально перестраивали под Боладжи Бадеджо, для того чтобы облегчить его движения и предоставить ему больше мест, где можно спрятаться. Однако, несмотря на все усилия декораторов, Боладжи несколько раз рвал костюм чужого.
    • В сцене, где Эш проводит аутопсию фэйсхаггера, тело последнего было сделано из свежих моллюсков, устриц и овечьей почки.
    • Некоторые мониторы с «Ностромо» будут также использованы в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Эмбриональные движения фэйсхаггера (до того как он выпрыгивает из яйца) были созданы руками Ридли Скотта, одетыми в резиновые перчатки.
    • В сцене, где Ламберт, Даллас и Кейн осматривают инопланетного пилота, их роли исполнили дети Ридли Скотта и Дерека Ванлинта, для того чтобы придать помещению и инопланетянину больший размер.
    • В минисериале «BBC: Голубая планета» (2001), Дэвид Аттенборо говорит, что чужой был смоделирован с фронимы, существа, обитающего на очень больших океанских глубинах. Его тело составляет 2,5 сантиметра в длину. На вид существо напоминает креветку с глазами, челюстью и зубами как у монстра, созданного Г. Р. Гигером.
    • Название компании «Weyland Yutani» появляется на экране компьютера во время посадки.
    • Звук, который можно услышать на заднем плане в лаборатории, где лежит Кейн с фэйсхаггером на голове, также можно услышать в комнате Декарда в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Для декорации пола на «Ностромо» были использованы перевернутые и перекрашенные ящики для бутылок из-под молока.
    • Для того, чтобы добиться эффекта пара, идущего из шлемов, был использован аэрозоль, который распрыскивали изнутри шлемов.
    • Автор рекламных слоганов Барбара Гипс придумала известнейший тэглайн: «В космосе никто не сможет услышать твой вопль».
    • Боладжи Бадеджо, сыгравший чужого, до начала фильма брал уроки пантомимы и занимался Тай-Цзи Цюань (китайская гимнастика).
    • В начальной сцене, когда мы видим различные помещения «Ностромо», можно заметить кофеварку «Krups». Точно такая же модель кофеварки была использована как «Мистер Синтез» в фильме «Назад в будущее» (1985).
    • Большинство известных продюсеров имеет целый штат людей, которые читают сценарии, а затем пишут краткую версию сюжета. Сценарий «Чужого» был охарактеризован, как «это почти «Челюсти», но в космосе».
    • Роджер Дикен, отвечавший за спецэффекты в сцене «рождения» чужого, хотел, чтобы последний выбирался из груди Кейна с помощью маленьких рук, но его идею отклонили.
    • Для создания тонкого слоя тумана, который покрывает яйца чужих, была использована дымовая установка, позаимствованная у группы «The Who».
    • На пост режиссера рассматривались кандидатуры Роберта Олдрича, Питера Йэтса, Джека Клейтона, Дэна О’Бэннона и Уолтера Хилла.
    • Внутренности яиц чужих, которые рассматривает Кейн, содержали настоящие органические элементы. В их дизайне были использованы сердца и желудки коров. Хвост фэйсхаггера — овечьи кишки.
    • Билл Патерсон мог исполнить одну из ролей в фильме.
    • Желая узнать женское мнение о Сигурни Уивер в роли Рипли, Ридли Скотт показал её пробы нескольким женщинам из производственного отдела, которые положительно отозвались о её игре.
    • По словам Ридли Скотта, вдохновением для съёмок фильма ему послужили «Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» (1977) и «2001 год: Космическая одиссея» (1968) за изображение космоса, и «Техасская резня бензопилой» (1974) за атмосферу страха.
    • Упомянутая в фильме звездная система Zeta-2 Reticuli реально существует. Это двойная звезда, на расстоянии 39 световых лет от Земли.
    • В новеллизации Алана Дина Фостера андроид Эш посоветовал попытаться наладить контакт с Чужим, но отказался сообщать. Вопрос в том, пытался ли он сам это сделать.
    • Американский журнал «Entertaiment Weekly» поставил Эша на 4 место среди самых любимых роботов нации.
    • Эш возглавляет список из семи любимых персонажей фильмов ужасов американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Джосса Уидона.
    • Единственная работа Боладжи Бадеджо.
    • В этом фильме Чужого играет нигериец Боладжи Бадеджо, студент и дизайнер, который был обнаружен в баре одним из членов съёмочной группы, который привел его к Ридли Скотту. Скотт считал, что Бадеджо с его ростом 218 см, сможет сыграть Чужого, так как его руки и ноги казались неестественно длинными, создавалась иллюзия того, что под костюмом не мог быть человек. Каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скаммелл также изображали Чужого в ряде сцен.
    • Аниматронную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди, прославившийся благодаря фильму «Кинг-Конг» (1976).
    • У съёмочной группы не было возможности построить декорации мостика инопланетного корабля в натуральную величину. Чтобы создать впечатление гигантских пространств, в этих сценах были задействованы дети Ридли Скотта.
    • Для создания маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Ридли Скотт признавался в многочисленных интервью, что он хотел снять более мрачный фильм с фатальной развязкой. В частности, картина должна была заканчиваться сценой откусывания головы Рипли. Но кинокомпания «20th Century Fox» не пошла на поводу у режиссера и предложила смягчить окончание.
    • Вероника Картрайт после выхода картины на экраны призналась, что в сцене, где ноги ее героини опутывает хвост «чужого», на самом деле ноги не ее. Они принадлежат Гарри Дину Стэнтону (Брэтт), и происходит данное событие при съемках абсолютно другой сцены.
    • Подкрашенная вода использовалась в качестве «крови» Эша.
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер предложили идею того, чтобы Эш был роботом.
    • Для того чтобы снять сцену гибели Паркера, была сделана специальная резиновая голова Яфета Котто, набитая свинячьими мозгами. Лоб был сделан из воска, для того чтобы зубы чужого могли с легкостью его пробить.
    • Гибель робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, а когда голова робота повисла рядом с телом, он, двигая руками, бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе и разговаривает, планировалось использовать аниматронную голову, но та выглядела очень неестественно и поэтому в столе проделали дыру, через которую актёр Иэн Холм просунул свою настоящую голову; в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое начинало вытекать у актёра изо рта, когда он начинал говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока, которое было у андроида вместо крови.
    • Сцены, которые не вошли в прокатную версию, но были в режиссёрской версии:
      • В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн буксира.
      • После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшей туда Ламберт. Ламберт в кадре не показывается и ничего не говорит, в сценарии Кейн здоровается с подошедшими туда поочерёдно остальными членами команды.
      • Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал и узнаёт, с какой планеты он исходит.
      • Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля и кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему.
      • Даллас, Кейн и Ламберт находят труп пилота-инопланетянина.
      • Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель.
      • Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо».
      • Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя отказывалась впускать выходивших на поверхность планеты в корабль.
      • Рипли спрашивает Ламберт, что случилось с Кейном. Ламберт пересказывает слова Кейна о яйцах Чужих в трюме инопланетного корабля.
      • Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна.
      • Разговор между Паркером и Брэттом в одном из подсобных отсеков во время ремонта.
      • Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брэтт уходят делать электрошокер.
      • Постельная сцена между Рипли и Далласом.
      • Сцена смерти Брэтта в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брэтта хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal».
      • У сцены смерти Брэтта был альтернативный вариант: рычащий Чужой сдавливает лапами его голову, из которой хлещет кровь.
      • После того, как Чужой утаскивает Брэтта, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь.
      • Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшем.
      • Длинная сцена, где команда пробует заманить Чужого в шлюз и выбросить в космос, но затея срывается, поскольку неожиданно включается сигнал аварийной тревоги и Чужой сбегает. У Рипли появляется подозрение, что сигнал включил Эш.
      • Ламберт вызывает по передатчику Эша.
      • Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Брэттом и сжигает ещё живого Далласа и остальные следы деятельности Чужого струёй из огнемёта.
      • Перед смертью Паркер кричит Чужому: «Я убью тебя, урод!»
      Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:
      • Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером.
      • Сцена исследования корабля Космических жокеев.
      • Разговор Рипли с Далласом об Эше.
      • Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого, но не получает никакого ответа.
      • Первоначальные поиски Чужого.
      • Поиски Чужого в вентиляции.
      • Получение Рипли доступа к «Матери».
      • Подготовка Эша к допросу.
      • Вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.
    • еще 90 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Длина «Ностромо» составляет 800 футов (примерно 245 метров), в то время как он транспортирует груз длиной в полторы мили (примерно 2,4 километра).

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Эта действительно страшная лента может показаться обманчиво простой. Сценарист Дэн О’Бэннон (ранее сотрудничал на малобюджетных картинах Джона Карпентера и, по сути, успел высмеять схожий сюжет в его «Тёмной звезде») при создании истории про внеземное существо, обладающее способностью постоянно менять форму и регенерироваться, вдохновлялся фантастическим фильмом «Оно! Ужас из другого пространства» (1958) из серии В. И многие зрители действительно принимают ленту британского режиссёра Ридли Скотта за очередной опус с немыслимыми ужасами, к тому же снятый с постановочным размахом, необычными спецэффектами (премия «Оскар») и пугающей атмосферой действия. В момент своего появления на экранах кинотеатров «Чужой» производил даже шоковое впечатление, тем более что при коллективном восприятии может возникнуть ситуация массового психоза. Не случайно, что данный фильм пользовался большим успехом в американском прокате, собрав свыше $80 млн. и заняв 31-е место по итогам 70-х годов, оказавшись самым кассовым среди страшных космических кинопроизведений. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 32016 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    О «Чужом» написаны тысячи рецензий, многочисленные статьи, книги. Влияние этого фильма на киноиндустрию и массовую культуру сложно переоценить. Он породил несколько сиквелов, к которым прикладывали руку такие известные и популярные режиссеры как Джеймс Кэмерон или Дэвид Финчер. И, тем не менее, картина, созданная под руководством молодого английского постановщика Ридли Скотта по сценарию Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта, вдохновленная изумительными работами швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, который выступил также дизайнером «Чужого», по сей день остается удивительным опытом для каждого, кто впервые сталкивается с историей противостояния человека враждебной всему живому неуязвимой и могущественной твари.

    Причины подобного успеха сформулировать нелегко, когда речь идет о фильме, который свыше тридцати лет назад поразил многих прежде всего своей технической составляющей. Последняя, казалось бы, за эти годы должна была безнадежно устареть. Отчасти это предположение справедливо. Уже следующий фильм о битве людей против безжалостных существ, снятый под руководством перфекциониста Кэмерона, превосходил своего предшественника в постановке спецэффектов, в зрелищности, в прорисовке «чужих» как биологического вида. Создав к 2012 году приквел к «Чужому» — фильм «Прометей» — Ридли Скотт и мастера по спецэффектам, казалось бы, превзошли самих себя в изображении некой далекой планеты, ставшей местом упокоения нескольких «космических жокеев», и космического корабля, прибывшего с Земли, для того, чтобы, ни много ни мало, узнать тайну происхождения человека.

    Представляется, однако, что сонм режиссеров и продюсеров, которые стремились, допустим, не только заработать на славе ксеноморфов и отважного лейтенанта Рипли в запоминающемся исполнении Сигурни Уивер, но и привнести во франшизу что-то новое, на деле все более отдалялись от духа первоисточника. В «Чужом», несмотря на его возраст, сохраняется атмосфера таинственности, столкновения с чем-то неизвестным. Странное дело: я вижу устаревшие по всем параметрам компьютеры, сотни каких-то забавных лампочек и кнопочек; я вижу первого в истории «чужого» — его яйцо, внутри которого — руки самого Ридли Скотта в перчатках, кукольного грудолома, медлительную взрослую особь ксеноморфа. Но я всему этому верю, в отличие, например, от навороченной техники «Прометея». Сцена, где умирает Кейн (сыгранный Джоном Хертом) неизменно будоражит меня сильнее, чем целые полчища «чужих», с которыми сталкиваются люди в безусловно талантливом фильме Кэмерона. Каждая деталь, каждая часть реквизита создана с огромным вниманием, граничащим с беззаветной любовью; у каждой из них свое предназначение — и мигающие лампочки, и кинескопный монитор в космическом корабле будущего, и словно прилаженный к радиоуправляемой машинке грудолом воспринимаются как должное. Ни один из актеров, скажем прямо, не запоминается своей выдающейся игрой (которую сценарий, по-видимому, и не предполагал), и, тем не менее, экипажу «Ностромо» сочувствуешь больше, чем кому-либо, кто затем вступил в схватку с ксеноморфами. Но главное, почему «Чужой» выигрывает, — это неповторимая (и с трудом объяснимая) атмосфера, благодаря которой картину можно трактовать как фильм ужасов, как приключенческий фильм, фильм о космосе, а при наличии зрительского вдохновения — как философскую драму. Атмосферу таинственности помогает почувствовать напряженная, но ненавязчивая музыка Джерри Голдсмита, который известен работой над музыкальным оформлением различных триллеров и фантастических картин.

    В отличие от своего приквела, «Прометея», «Чужой» не навязывает зрителю искусственные по своей сути вопросы, а касается их вскользь, не делая при этом многозначительной мины. Определенная недосказанность дает нам право самим что-то осмысливать и фантазировать. Как «Ностромо» очутился на этой планете? Кто там был до экипажа «Ностромо»? Какова история происхождения ксеноморфов? Какую роль им уготовила таинственная сила, что заставила космических путешественников столкнуться с подобной угрозой? Только зритель вправе задать себе эти и другие вопросы во время просмотра картины. Здесь затрагиваются тема столкновения человека с неизвестным и таинственным, вопрос о роли корпораций в судьбах человечества, проблема взаимодействия людей с искусственным интеллектом, наконец, показана жажда жизни и стремление к борьбе за ее сохранение. В эстетическом и мировоззренческом плане фильм Ридли Скотта является достойным преемником непревзойденной «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. То, что работа Скотта (вслед за шедевром Кубрика) мастерски удерживает внимание зрителя, поражает его уникальными кинематографическими приемами, прививает ему представления о каноничном изображении космического приключения, то, как она повлияла на кинофантастику, делает ее одним из лучших представителей жанра.

    22 октября 2014 | 14:28

    «Чужой» — научно — фантастический фильм от малоизвестного на то время Ридли Скотта, который изменил представление про фантастику и хоррор в целом.

    «Ностромо» — корабль который оказался не в то время не в том месте, откликнувшись на радиосигнал, о том что на планете нужна помощь. Эллен Рипли — персонаж над которым и крутиться весь сюжет фильма, сильная, боевая женщина, которая может постоять за себя в любую минуту, дать бой любой космической твари. Женщина которая всех предупреждала, была права, что то есть на корабле и оно ужасное. Экипаж который состоит из 7 человек все таки принял на борт «Звёздную тварь», погостить у них.

    Что могу сказать о сюжете, для меня лично это хоррор, потому что ужасных сцен я в фильме не увидел, ну кроме появления самого «Чужого», и неожиданный поворот с научным офицером Эшем. Сюжет интересен и держит в напряжении весь фильм, и неожиданных поворотов будет достаточно, для удовольствия при просмотре.

    Актеры хороши, Сигурни Уивер талантливая актриса исполнила роль замечательно. Хорошо запомнился и Иэн Холм, исполнивший роль офицера Эша.

    Очень понравилась атмосфера фильма, таинственная, мрачная, опустевшая, сделано все эффектно и со вкусом. Ридли Скотт показал новый мир, новую страшную вселенную, которая полюбилась многим, в этом он мастер создавать миры которые удивляют.

    Пересматривать «Чужого» нужно много много раз, это классика которая будет жить вечно.

    10 из 10

    30 июня 2012 | 23:56

    В 1979 году Ридли Скотт снял одну из самых лучших своих картин. И подтверждение приходит, когда смотришь на его более современные работы. Уже убеждаюсь в том, что его коньком были фантастические фильмы (также вспоминаем Бегущего по лезвию). Последующие его работы были просто хорошими, но не более того.

    Чужой — является классикой научной фантастики и ужасов, его нужно показывать как «раритетный» экспонат в музее и как пособие для начинающих режиссеров. Настолько аккуратная работа, ничего лишнего: харизматичная и боевитая Рипли, от одного лишь вида внушающая уверенность в себе и силу воли. Сам чужой, инопланетная форма, вид которого вызывает трепет и ужас, особенно при первом появлении. Все выглядит очень естественно (если, конечно, это слово применимо к данному жанру), так как никакой CG и компьютерная графика не передаст ту натуралистичность, дизайн чужого, поведение, капающая слюна, раскрывающаяся пасть. Все это выглядит настолько убедительно, насколько это возможно передать через экран.

    А возможные огрехи, очень красиво скрыты операторской работой, когда оператор берет максимально близкие, плотные кадры и показывает зрителю, насколько здесь тесно и не уютно.

    Классика жанра, которую должен посмотреть каждый любитель кино.

    5 апреля 2011 | 01:08

    Трудно переоценить влияние, которое оказал этот культовый фильм не только на узкий жанр, но и на весь мировой кинематограф в целом. Я мало встречал людей, которые бы не были знакомы с этой историей или, по крайней мере, ничего о ней не слышали — последнее в цивилизованных странах и вовсе редкость — названием фильма стало нарицательным и частью нашего наследия.

    Крупный транспортный космический корабль «Ностромо» везет на землю 20 млн. тонн руды. Когда члены его команды, погруженные на время продолжительного путешествия в анабиоз, просыпаются, они обнаруживают, что далеки от дома — с политикой компании-работодателя не поспоришь, поэтому экипаж обязан исследовать загадочный сигнал на одном из планетоидов под обозначением LV-426. Вскоре на борту появляется новый пассажир.

    Лично я давно сбился со счета, каким был мой очередной просмотр. Я полюбил эту историю с самого детства и с тех пор, наслаждался ей около двух десятков раз. Впечатления от первых же сцен можно охарактеризовать, как классику научной фантастики — идеи, использованные в фильме, послужили толчком для кино и науки, а многие из них по-прежнему актуальны. Не смотря на то, что фильм был отснят, по большой части, в импровизированных и собранных из мусора декорациях, во время просмотра не возникает сомнений, где разворачиваются основные события. Космический корабль в данном случае, пускай и огромных размеров, создает атмосферу замкнутого пространства, в которое попадают герои вместе с враждебным пришельцем. Это не говоря уже об атмосфере одиночества на просторах вселенной, далеко от дома и даже цивилизованных миров. В этом плане, тэглайн фильма очень точно передает его атмосферу и внутренние ощущения, которые зрителю предстоит пережить: «В космосе никто не услышит ваш крик»

    Сегодня фильму уже более тридцати лет, но до сих пор «Чужой» — один из самых узнаваемых образов в кино, который пугал не одно поколение детей, да и взрослых тоже. Даже учитывая, что я досконально знаю каждую сцену, если смотреть фильм вечером или на ночь с должным освещением и звуком, он пугает. Не лучшее ли это подтверждение культовости картины — ее актуальность даже спустя столько лет. А создавалось все это волшебство с помощью моделей разной величины, декораций ручной работы и режиссерской смекалки. Из всего материала, только сам пришелец, пожалуй, выглядит сегодня не слишком убедительно. Хотя заменить его компьютерной моделью, еще не значит вложить душу. Поэтому я не перестаю восхищаться передовым видением и талантом Ридли Скотта, его новаторским подходом к съемочному процессу, умением объединить все компоненты картинки вместе.

    Хотелось бы упомянуть прекрасный актерский состав. За чет ограниченности пространства и количества персонажей, игра каждого из актеров имеет большое значение. Многие из них в будущем построили плодотворную карьеру, и продолжают ее до сегодня. Сигрни Уивер превратилась в восходящую звезду и стала олицетворением одного из самых упоминаемых образцов сильной женщины.

    Хочется верить, что у этого легендарного фильма еще десятилетия незатменной славы впереди. Если по какой-то невероятной случайности, вы еще не знакомы со знаменитым творением Ридли Скота, не задумываясь берите выходной и посвятите себя одной из самых ярких историй в кино.

    10 из 10

    15 марта 2013 | 22:22

    По какой-то неведомой даже для самого себя причине, я не торопился просматривать данный фильм. Возможно, даже слишком долго. И вот, когда, наконец, мне выпал шанс посмотреть сей фильм, который многие считают шедевром, я понял, что мои надежды были, мягко говоря, неоправданными.

    Фильм начинается почти шести минутной тишиной, разрезаемой лишь редкими компьютерными и механическими звуками, что очень сильно настраивает зрителя, как бы подготавливает к дальнейшим событиям, создавая весьма неплохую атмосферу тревожности. Начало сюжета тоже весьма недурно: сбой компьютера, непредвиденная смена курса и таинственный, явно неземной сигнал — всё это могло бы стать лишь прелюдией к поистине интересному и жуткому фильму… но не стало.

    События, которые начинают разворачиваться сразу после приземления, явно указывают на то, что команда «попаданцев» с космического корабля «Ностромо» представляет собой, мягко говоря, людей с отсутствием базовых зачатков инстинкта самосохранения. Ладно, я могу простить желание одного из членов экипажа детально изучить яйцо внеземного происхождения, однако дальнейшие действия экипажа вызывают лишь раздражение. Мало того, что сопровождающих, подвергшегося нападению пришельца, космонавта по имени Кейн, даже не проверили на наличие инфекционных заболеваний, так ещё и самого бедолагу малость «просканировали» и оставили валяться на операционном столе с инопланетянином на личике — неудивительно, что последний сбежал при первой возможности. После того как Кейн вновь начал подавать признаки жизни его первым делом накормили, даже не задавшись вопросом, не повлиял-ли как-нибудь пришелец на него. Надо ли говорить, как плохо всё это закончилось.

    Весь дальнейший фильм герои спорят, принимают поистине гениальное решение разделиться — ну, чтоб их было легче убить, а одна дама, так вообще в самый опасный момент играет роль умственно отсталого истукана, да ещё и глухонемого.

    Все эти, по сегодняшним меркам, избитые клише хорроров можно было просто не заметить, будь фильм хоть чуть страшным. На протяжении почти двух часов зрителя даже не пытаются пугать. Вообще. Кукла Чужого выглядит интересно, но не страшно, а актёр в костюме всё того-же ксеноморфа — даже комично. Но даже если эту неубедительность можно списать на год создания, создатели могли придумать что-то ещё. Саспенс отсутствует напрочь, впрочем, так же, как и «кетчуп» — герои едят пищу без каких-либо соусов. И да, уважаемый звукорежиссёр, с каких пор в космосе слышны звуки?

    Герои также не вызывают положительных эмоций. Особенно раздражает Баррэт, который то-ли не умеет играть, то-ли не хочет. Единственный интересный герой, с которым, кстати, связан неплохой поворот сюжета — врач Эш. По факту он один вытягивает это сборище клоунов. Кроме того он единственный, кто делает хоть что-то полезное — он изучает.

    Подводя итог можно сказать, что фильм состоит из невероятно интересной завязки, очень и очень посредственного сюжета и неплохой кульминации. На мой взгляд, это творение не может называться хоррором, по крайней мере, в 21 веке.

    Оценка фильму — 3/10

    Всё-таки можно было превратить это в нечто интересное или, по крайней мере, ужасное (в превосходном значении слова «страшное»).

    Оценка Чужому — 10/10

    Этого необычного монстра, по крайней мере, по дизайну пока не удалось переплюнуть никому.

    3 из 10

    23 августа 2014 | 23:51

    Слышал что Гигер долго изучал мир насекомых перед тем, как нарисовать своих кошмарных ксеноморфов. Как художник он сделал треть атмосферы фильма. Остальные — без комментариев. 27 лет фильму, а переплюнуть не удалось никому.

    10 сентября 2006 | 01:17

    Я посмотрела этот фильм впервые на кассете, у дяди, у которого был видик. В том далеком 1986-м году фильм произвел на меня, девятилетнюю неизгладимое впечатление. Я боялась выходить ночью во двор и выла от ужаса при виде крабов и пауков.

    Во второй раз просмотр состоялся в более зрелом возрасте, лет в семнадцать- восемнадцать. Кассету в хорошем качестве подарили на день рождения. Теперь я просто смотрела фильм, затаив дыхание, совершенно потрясенная и ошеломленная потрясающими съемками и, собственно, самим монстром. Момент, когда чудовище вылупляется из хрупкого тела Джона Хёрта для меня стал самым страшным из всех. Ни до, ни после этого фильма я не испытывала такого ужаса и отвращения.

    Сейчас это гордость моей коллекции. Фильм пересматриваю регулярно два-три раза в месяц. Наслаждаюсь видеорядом и потрясающей музыкой Джерри Голдсмита. `Чужой` на голову превосходит все снятые продолжения (хотя четвертая часть понравилась мне почти так же сильно) прежде всего потому, что до Скотта ТАКОЕ никто не снимал.

    Шизофреническая фантазия Ганса Руди Гигера создала монстра, который навеки останется в киноархивах как самая кошмарная из космических тварей.

    22 ноября 2009 | 20:58

    Кружок истории

    Тетралогия Чужих — пример практически идеального обращения с брэндом.

    Если «Терминатор» после развода с Дж. Кэмероном превратился в пошлый боевичок, а «Хищник» без твердой руки Джона МакТирнана, опустился с уровня «отлично» на уровень «неплохо», то «Чужие» умудрились не потерять своего шарма,
    несмотря на то, что они все «Дети разных отцов».

    Папа N1 Ридли Скотт, снял идеальный космический хоррор, 3 часа чистого, отжатого и очищенного от примесей страха.

    Папа N2 Джеймс Кэмерон, заменил хоррор на экшен, одного чужого на тысячу и получил монстроуозный Sci-fi шедевр, оду межзвездному ОМОНу.

    Папа N3 Девид Финчер выходил очень тяжелый, жесткий и мужиковатый триллер. Где геноциду подверглись не космонавты-спецназовцы, а типичные зеки, с прическами «Фантомас фарева».

    Папа N4 Жан-Пьер Жене. Вывел из пробирки четвертую часть, вывел из пробирки Рипли. Прикрутив к фильму диковатый сюжет, он сделал идеальную экшен часть и показал самого отвратительного (в хорошем смысле) алиена, после наблюдения которого у автора этих строк на неделю пропал аппетит.

    Страшно?

    Но если рассматривать фильм с точки зрения атмосферы, то лучшей бесспорно оказывается первая, пилотная часть.

    Футуристический корабль «Настромо», выпуклые экраны мониторов с сотней лампочек непонятного назначения, потрясающая музыка. Все это смотрится очень необычно и одновременно очень живо. Адреналин впрыскивается в кровь буквально с первых секунд, даже первые кадры многострадального «Настромо» вызывают непроизвольные вздрагивания. Сам чужой — самый редкий гость на экране, но каждое его появление — это отдельное удовольствие. А финал! Финал является, лично для меня самым страшным моментом в истории кино.

    В итоге, первого «Чужого» можно назвать лучшим во всей тетралогии. Несмотря на последующие части, перепрыгнувшие его в технологиях и режиссуре, первая часть уже 30 лет держится одним из сильнейших ужастиков, и пока сдавать позиции не собирается.

    Лучший ужастик, лучший в серии, лучший фильм Ридли Скотта.

    Виват! 10 из 10

    5 марта 2009 | 17:08

    Первая часть знаменитого цикла мне понравилась меньше всех остальных. Поначалу я думал, что «Чужой»- это смесь погонь, перестрелок и экшена. Я ошибся. Пришелец появляется на сороковой минуте, и его охота продвигается вяло и скучно.

    Зато само чудовище поражает зрителя с первого появления. Странный выдвижной рот и кислота вместо крови- это действительно оригинально.

    Кстати, фильм не такой уж страшный. Первые зрители во время просмотра дрались за места в дальних рядах. Я их не понимаю. «Чужой»- больше научная фантастика, чем ужастик. Хотя возможно я просто родился не в то время.

    6,5 из 10.

    30 января 2010 | 16:24

    Начало интересное, думал наконец то хоть один из старых «классических» фильмов реально может завлечь меня не какими то спецэффектами и игрой актёров, а самой историей и её подачей. До какого то момента так и было, но потом интерес угасал, а нелепицы шли одна за другой.

    Вот, например, первый экземпляр чужого, куда он делся потом?

    Второй вылезший из тела — как он вообще смог удрать дальше «кухни» если весь фильм, от начала до конца было показано, что члены экипажа открывали/закрывали почти каждый люк вручную.

    Да и не в этом суть, просто фильм после середины явно поплыл.

    Театральную версию не видел, монтаж в режиссерской версии не очень, некоторые сцены можно было сократить вдвое, ибо никакой смысловой нагрузки не несут, в итоге фильм бы получился на 10-20 минут короче, а не на ~400 секунд длиннее театральной и смотрелся более выразительно.

    Я не смотрел фильм ранее, у меня нет абсолютно никаких воспоминаний и ностальгических настроений, которые бы добавили фильму лишних эмоций, интереса и ценностей которых в нём нету.

    6 из 10

    И надежда, что 2 часть окажется более продуманной и интересной.

    25 октября 2011 | 02:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ЧужойAlien1979
    2 ЧужиеAliens1986
    3 ХищникPredator1987
    4 Хищник 2Predator 21990
    5 Чужой 3Alien³1992
    6 Чужой 4: ВоскрешениеAlien: Resurrection1997
    7 Чужой против ХищникаAVP: Alien vs. Predator2004
    8 Чужие против Хищника: Реквие...AVPR: Aliens vs Predator - Requiem2007
    9 ХищникиPredators2010
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 1799 руб.
    подробнее

    Новости


    В Россию наведывается «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, заранее претендовавшая на титул одного из главных проектов года. Вместе с ней добираются не столь громогласные новинки — романтическая комедия «Дружба и никакого секса?» и хоррор «Париж: Город мертвых». (...)
     
    все новости

    Интервью


    «Чужие» Джеймса Кэмерона или «Бегущий по лезвию», над которым работал Сид Мид, — эти фильмы уносят зрителя совершенно в другие миры с помощью ярких визуальных решений. С возрастом я понял, что с помощью различных приемов в этом жанре можно под другим углом смотреть на многие темы, которые интересны мне и другим людям. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    25 мая научно-фантастическому триллеру Ридли Скотта «Чужой» исполняется 35 лет. КиноПоиск вспоминает, как снималась одна из важнейших работ жанра, чем вдохновлялся легендарный художник Ганс Рудольф Гигер при создании монстров и каким образом ленте помогли «Звездные войны» и несостоявшаяся постановка «Дюны» Алехандро Ходоровского(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Представляем интервью с Шарлиз Терон, приуроченное к DVD-релизу фильма «Прометей». Актриса рассказала о своей героине и о том, чем её привлек этот проект. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Иваново детство8.104
    216.Совершенный мирA Perfect World8.098
    217.ПодменаChangeling8.097
    218.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.096
    219.Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный ударStar Wars: Episode V - The Empire Strikes Back8.096
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One94.88%
    7.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.65%
    8.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.61%
    9.Чёрное мореBlack Sea94.58%
    10.Три девяткиTriple Nine94.50%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Кухня56
    БратьяBrothers146
    Только Бог проститOnly God Forgives74
    Горько! 211
    ИсчезнувшаяGone Girl118
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.093
    ДракулаDracula Untold6.618
    СудьяThe Judge8.211
    ИсчезнувшаяGone Girl8.503
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.446
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры