всё о любом фильме:

Чужой

Alien
год
страна
слоган«В космосе твой крик никто не услышит...»
режиссерРидли Скотт
сценарийДэн О’Бэннон, Рональд Шусетт
продюсерГордон Кэрролл, Дэвид Гайлер, Уолтер Хилл, ...
операторДерек Ванлинт
композиторДжерри Голдсмит
художникМайкл Сеймур, Роджер Кристиан, Лесли Дилли, ...
монтажДэвид Краузер, Терри Роулингс, Питер Уитерлей
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  31.8 млн,    Германия (ФРГ)  1.96 млн,    Испания  1.38 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации (1):
В далеком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты неопознанный сигнал. Экипаж принимает решение совершить посадку и разобраться, в чем дело. Оказавшись на планете, астронавты повсюду обнаруживают неопознанные предметы, по виду напоминающие гигантские коконы…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
0%
89 + 3 = 92
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Сигурни Уивер была утверждена на роль Рипли, после того как продюсеры увидели пробы актрисы, на которых она произносила финальный монолог на борту спасательной шлюпки «Ностромо».
    • В сцене, где команда «Ностромо» просыпается после гиперсна, груди Вероники Картрайт и Сигурни Уивер были покрыты киперной лентой.
    • Режиссерская версия фильма, вышедшая в 2003 году, стала возможной благодаря 100 коробкам с пленками картины, обнаруженным на одном из складов студии.
    • Ридли Скотт занял режиссерское кресло после того, как его покинули четыре предыдущих кандидата.
    • В первом варианте сценария Рипли была мужчиной.
    • Роль Рипли изначально предлагалась Веронике Картрайт, но впоследствии выбор пал на Сигурни Уивер. Впрочем, Вероника также получила в проекте одну из главных ролей.
    • Многие диалоги являются импровизацией.
    • В костюм «чужого» мог облачиться Питер Мейхью, исполнитель роли Чубаки в «Звездных Войнах». Рост этого британского гиганта составляет 2,21 м. В итоге эта роль досталась Боладжи Бадеджо (2,18 м).
    • Для съемок было изготовлено три варианта «Чужих»: сама модель и два костюма, в которые облачались статисты.
    • Американский писатель-фантаст А. Э. ван Вогт обвинил создателей картины в плагиате, утверждая, что они украли его идею, описанную в книгах «Discord in Scarlet» (1939) и «Voyage of the Space Beagle» (1950). Но судебный процесс он выиграть не сумел.
    • По сценарию между Рипли и Далласом должна была пройти постельная сцена, но ее решили не снимать.
    • В первых набросках художника пришелец был снабжен глазами, но для съемок картины было принято решение избавиться от них, дабы придать существу более зловещий вид.
    • Ни одна из кинокомпаний не хотела браться за этот проект, посчитав его слишком жестоким и кровавым. Однако вскоре нашелся смельчак по имени Уолтер Хилл, представляющий интересы компании «20th Century Fox». Тем не менее, он тоже внес свою лепту в судьбу картины, посчитав первый вариант сценария чересчур мрачным. Ридли Скотт был вынужден удалить слишком жестокие сцены.
    • «Сырой» вариант картины длился 192 минуты (итоговая версия намного короче — 117 минут).
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер изменили имена всех персонажей в сценарии Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта. В сценарии О’Бэннона и Шусетта герои были прописаны таким образом, что их могли сыграть как мужчины, так и женщины. По словам сценаристов, они писали роль Рипли исключительно как мужскую.
    • Г. Р. Гигер создал несколько моделей чужих, из которых был выбран окончательный вариант.
    • На одном из этапов разработки проекта создатели фильма подумывали сделать тело чужого полупрозрачным.
    • Известнейший слух — никто из актеров, за исключением Джона Хёрта, не знал, что случится при «рождении» чужого — по большому счету, правдив. Актерам лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, рассказали о том, что будет происходить в данной сцене: например, Вероника Картрайт никак не ожидала, что её обрызгают кровью.
    • По словам Дэна О’Бэннона, идея, вынашивания чужеродного организма в человеческом теле, пришла ему в голову после того, как он узнал, что осы дорожные откладывают свои личинки в брюшках пауков. Однако, данный вид ос откладывает яйца на теле своей жертвы, а не внутри неё. Стоит добавить, что отдельные виды ос всё же откладывают яйца в телах других организмов: например, осы ихневмон и осы бракониды. Первые откладывают яйца в различных жуков, вторые — в определенные виды гусениц. В обоих случаях организм-носитель погибает при рождении осы.
    • Для сцены внутри инопланетного космического корабля было создано 130 яиц чужих.
    • Восемнадцать лет спустя после выхода фильма на экраны Г. Р. Гигер подал в суд на студию «20th Century Fox» за то, что его имя отсутствовало в титрах к фильму «Чужой 4: Воскрешение» (1997), и выиграл дело.
    • Детали для декораций внутренних помещений «Ностромо» были найдены на кладбище самолетов.
    • Изначально Джон Финч должен был сыграть Кейна, но в первый день съёмок у него случился приступ диабета. Ридли Скотт знал, что Джон Хёрт не задействован на других проектах и предложил ему роль. Уже на следующий день Хёрт приступил к съёмкам.
    • Для того чтобы создать эффект резкого ускорения «Ностромо», несколько человек трясли и раскачивали кресла, в которых сидели актеры.
    • Когда таможенники увидели модели фэйсхаггеров Г. Р. Гигера, то они были настолько шокированы, что немедленно задержали его на американской границе. Дэну О’Бэннону пришлось приехать в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснить властям, что это — модели для фильма ужасов.
    • Сцена «рождения» чужого была снята с первого дубля, используя четыре камеры.
    • Для того чтобы испугать кота Джонса, перед ним посадили немецкую овчарку.
    • Сцена, в которой Даллас преследует чужого в вентиляционных шахтах, а остальная команда корабля предупреждает его, чтобы он поскорее покинул вентиляционную систему, была снята за один день.
    • Рон Кобб, делавший наброски для фильма, предложил, чтобы у чужого в качестве крови была кислота.
    • Джерри Голдсмит был в ярости, узнав, что Ридли Скотт и монтажер фильма Терри Роулингс существенно изменили его музыку, написанную специально для фильма.
    • Эш отсутствовал в первой версии сценария Дэна О’Бэннона.
    • Дэн О’Бэннон и Г. Р. Гигер познакомились на разработке проекта «Дюна» Алехандро Ходоровского — проекта, который так и не состоялся.
    • Идея фильма возникла у Дэна О’Бэннона, после того как он разочаровался реализацией своего первого сценария, «Темная звезда» (1974), который поставил Джон Карпентер. О’Бэннон писал сценарий «Чужого» с прицелом на гораздо больший бюджет, чем был у «Темной звезды», и значительно расширив хоррор-элемент.
    • Еще до начала работы над сценарием к «Чужому» Рональд Шусетт приобрел права на рассказ Филипа Дика «We Can Remember It for You Wholesale» (который впоследствии трансформируется в сценарий к картине «Вспомнить всё» (1990)) и попросил Дэна О’Бэннона помочь ему адаптировать произведение известного фантаста для большего экрана. В то же самое время О’Бэннон придумал историю об инопланетянине на космическом корабле. Новоиспеченные партнеры решили сначала написать сценарий об инопланетном монстре, т. к., по их мнению, данный проект было легче реализовать.
    • Первоначальное название картины — «Star Beast».
    • В первые шесть минут фильма нет диалогов.
    • Слово «fuck» произносится по ходу действия фильма 5 раз (Рипли говорит «fuck» четыре раза за фильм).
    • Студия «20th Century Fox» увеличила бюджет фильма в два раза (с $4,2 миллионов до $8,4), после того как Ридли Скотт показал свои раскадровки.
    • Ридли Скотт с радостью согласился поставить фильм, т. к. разработка предыдущего проекта, на котором он работал, зашла в тупик.
    • Три модели «Ностромо» различной длины и массы были построены для съёмок фильма.
    • Продюсеры третьесортного фильма ужасов «Оно! Ужас из космоса» (1958) подумывали подать на авторов «Чужого» в суд за плагиат, но не стали этого делать.
    • Изначально космический корабль должен был называться «Снарк» (фантастическое животное из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»), затем название изменили на «Левиафан» (морское чудовище, описанное в Библии; громадина, плавучая махина (о судне)). В конце концов, было решено остановиться на «Ностромо» (название корабля повторяет название книги Джозефа Конрада. На итальянском «nostromo» означает «боцман»).
    • Имя компьютера «Ностромо» — «Мать». Имя компьютера на корабле в фильме «Чужой 4: Воскрешение» (1997) — «Отец».
    • Два тридцатисекундных обратных отсчета в фильме продолжаются соответственно 36 и 37 секунд.
    • Вероника Картрайт узнала о том, что она не получила главную роль только тогда, когда её попросили прийти на съёмочную площадку для примерки нескольких костюмов её героини, Ламберт.
    • Космические костюмы, в которые одеты Том Скеррит, Джон Хёрт и Вероника Картрайт, были чрезвычайно неудобны, сделаны из нейлона и не пропускали воздух. Актеры, одетые в такие костюмы, изнывали от невероятной жары и очень часто падали в обморок. На съёмках постоянно присутствовала медсестра, которая следила за физическим состоянием трех актеров, и оказывала им первую помощь. Только после того, как для съёмок одной из сцен в костюмы одели детей Ридли Скотта и Дерека Ванлинта (оператор), и они также потеряли сознание, были внесены некоторые изменения в дизайн костюмов.
    • В начале съёмок Ридли Скотту приходилось каждый день выслушивать наставления девяти продюсеров, которые постоянно жаловались на то, что Ридли уж слишком много времени тратит на съёмки той или иной сцены.
    • В первый день съёмок сцен с участием кота Джонса, кожа Сигурни Уивер покрылась сыпью. Сигурни испугалась, что у неё аллергия на кошек, и её вполне могут уволить, т. к. для студии было намного проще заменить никому не известную актрису, чем найти четырех идентичных котов. Как оказалось, у Уивер была аллергия на глицерин, который служил имитацией пота на коже актрисы.
    • Название компании — Weylan Yutani. В фильме «Чужие» (1986) Джеймс Кэмерон немного подкорректировал название — Weyland Yutani.
    • В костюме чужого были использованы пластилин и детали моторов Rolls Royce.
    • Создатель спецэффектов Брайан Джонсон работал одновременно над этим фильмом и картиной «Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980).
    • После первых недель съёмок, Дэн О’Бэннон попросил у продюсеров разрешения посмотреть отснятый материал, но получил отказ. Однако, О’Бэннону удалось просмотреть материал: он договорился с киномехаником и находился в комнате с кинопроектором во время показа чернового материала.
    • Для того чтобы снять сцену «рождения» чужого, Джону Хёрту пришлось просунуть голову, плечи и руки в специальную дыру в столе, соединенном с искусственным туловищем, в котором содержался сжатый воздух и множество внутренностей животных.
    • Вопль, который издает новорожденный чужой, — это комбинация звуков шипения гадюки, свинячьего визга и плача ребенка.
    • Для сцен, где чужой перемещается по кораблю, декорации помещений специально перестраивали под Боладжи Бадеджо, для того чтобы облегчить его движения и предоставить ему больше мест, где можно спрятаться. Однако, несмотря на все усилия декораторов, Боладжи несколько раз рвал костюм чужого.
    • В сцене, где Эш проводит аутопсию фэйсхаггера, тело последнего было сделано из свежих моллюсков, устриц и овечьей почки.
    • Некоторые мониторы с «Ностромо» будут также использованы в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Эмбриональные движения фэйсхаггера (до того как он выпрыгивает из яйца) были созданы руками Ридли Скотта, одетыми в резиновые перчатки.
    • В сцене, где Ламберт, Даллас и Кейн осматривают инопланетного пилота, их роли исполнили дети Ридли Скотта и Дерека Ванлинта, для того чтобы придать помещению и инопланетянину больший размер.
    • В минисериале «BBC: Голубая планета» (2001), Дэвид Аттенборо говорит, что чужой был смоделирован с фронимы, существа, обитающего на очень больших океанских глубинах. Его тело составляет 2,5 сантиметра в длину. На вид существо напоминает креветку с глазами, челюстью и зубами как у монстра, созданного Г. Р. Гигером.
    • Название компании «Weyland Yutani» появляется на экране компьютера во время посадки.
    • Звук, который можно услышать на заднем плане в лаборатории, где лежит Кейн с фэйсхаггером на голове, также можно услышать в комнате Декарда в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Для декорации пола на «Ностромо» были использованы перевернутые и перекрашенные ящики для бутылок из-под молока.
    • Несмотря на то, что в 2003 году вышла режиссерская версия фильма, куда было добавлено несколько новых сцен, Ридли Скотт сделал специальную пометку в DVD-издании, гласящую, что настоящей режиссерской версией фильма он считает версию, смонтированную в 1979 году, еще до выхода картины на экраны. Режиссерская версия, в настоящее время доступная на DVD, была названа режиссерской, исходя лишь из коммерческих соображений.
    • Для того, чтобы добиться эффекта пара, идущего из шлемов, был использован аэрозоль, который распрыскивали изнутри шлемов.
    • Автор рекламных слоганов Барбара Гипс придумала известнейший тэглайн: «В космосе никто не сможет услышать твой вопль».
    • Боладжи Бадеджо, сыгравший чужого, до начала фильма брал уроки пантомимы и занимался Тай-Цзи Цюань (китайская гимнастика).
    • В начальной сцене, когда мы видим различные помещения «Ностромо», можно заметить кофеварку «Krups». Точно такая же модель кофеварки была использована как «Мистер Синтез» в фильме «Назад в будущее» (1985).
    • Большинство известных продюсеров имеет целый штат людей, которые читают сценарии, а затем пишут краткую версию сюжета. Сценарий «Чужого» был охарактеризован, как «это почти «Челюсти», но в космосе».
    • Роджер Дикен, отвечавший за спецэффекты в сцене «рождения» чужого, хотел, чтобы последний выбирался из груди Кейна с помощью маленьких рук, но его идею отклонили.
    • Для создания тонкого слоя тумана, который покрывает яйца чужих, была использована дымовая установка, позаимствованная у группы «The Who».
    • На пост режиссера рассматривались кандидатуры Роберта Олдрича, Питера Йэтса, Джека Клейтона, Дэна О’Бэннона и Уолтера Хилла.
    • Внутренности яиц чужих, которые рассматривает Кейн, содержали настоящие органические элементы. В их дизайне были использованы сердца и желудки коров. Хвост фэйсхаггера — овечьи кишки.
    • Билл Патерсон мог исполнить одну из ролей в фильме.
    • Желая узнать женское мнение о Сигурни Уивер в роли Рипли, Ридли Скотт показал её пробы нескольким женщинам из производственного отдела, которые положительно отозвались о её игре.
    • По словам Ридли Скотта, вдохновением для съёмок фильма ему послужили «Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» (1977) и «2001 год: Космическая одиссея» (1968) за изображение космоса, и «Техасская резня бензопилой» (1974) за атмосферу страха.
    • Упомянутая в фильме звездная система Zeta-2 Reticuli реально существует. Это двойная звезда, на расстоянии 39 световых лет от Земли.
    • В новеллизации Алана Дина Фостера андроид Эш посоветовал попытаться наладить контакт с Чужим, но отказался сообщать. Вопрос в том, пытался ли он сам это сделать.
    • Американский журнал «Entertaiment Weekly» поставил Эша на 4 место среди самых любимых роботов нации.
    • Эш возглавляет список из семи любимых персонажей фильмов ужасов американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Джосса Уидона.
    • Единственная работа Боладжи Бадеджо.
    • В этом фильме Чужого играет нигериец Боладжи Бадеджо, студент и дизайнер, который был обнаружен в баре одним из членов съёмочной группы, который привел его к Ридли Скотту. Скотт считал, что Бадеджо с его ростом 218 см, сможет сыграть Чужого, так как его руки и ноги казались неестественно длинными, создавалась иллюзия того, что под костюмом не мог быть человек. Каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скаммелл также изображали Чужого в ряде сцен.
    • Аниматронную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди, прославившийся благодаря фильму «Кинг-Конг» (1976).
    • У съёмочной группы не было возможности построить декорации мостика инопланетного корабля в натуральную величину. Чтобы создать впечатление гигантских пространств, в этих сценах были задействованы дети Ридли Скотта.
    • Для создания маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
    • «Лицехват» и яйцо чужого Г. Р. Гигер собрал из бараньих и коровьих внутренностей, моллюсков и костей рыб.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Ридли Скотт признавался в многочисленных интервью, что он хотел снять более мрачный фильм с фатальной развязкой. В частности, картина должна была заканчиваться сценой откусывания головы Рипли. Но кинокомпания «20th Century Fox» не пошла на поводу у режиссера и предложила смягчить окончание.
    • Вероника Картрайт после выхода картины на экраны призналась, что в сцене, где ноги ее героини опутывает хвост «чужого», на самом деле ноги не ее. Они принадлежат Гарри Дину Стэнтону (Брэтт), и происходит данное событие при съемках абсолютно другой сцены.
    • Подкрашенная вода использовалась в качестве «крови» Эша.
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер предложили идею того, чтобы Эш был роботом.
    • Для того чтобы снять сцену гибели Паркера, была сделана специальная резиновая голова Яфета Котто, набитая свинячьими мозгами. Лоб был сделан из воска, для того чтобы зубы чужого могли с легкостью его пробить.
    • Гибель робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, а когда голова робота повисла рядом с телом, он, двигая руками, бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе и разговаривает, планировалось использовать аниматронную голову, но та выглядела очень неестественно и поэтому в столе проделали дыру, через которую актёр Иэн Холм просунул свою настоящую голову; в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое начинало вытекать у актёра изо рта, когда он начинал говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока, которое было у андроида вместо крови.
    • Сцены, которые не вошли в прокатную версию, но были в режиссёрской версии:
      • В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн буксира.
      • После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшей туда Ламберт. Ламберт в кадре не показывается и ничего не говорит, в сценарии Кейн здоровается с подошедшими туда поочерёдно остальными членами команды.
      • Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал и узнаёт, с какой планеты он исходит.
      • Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля и кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему.
      • Даллас, Кейн и Ламберт находят труп пилота-инопланетянина.
      • Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель.
      • Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо».
      • Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя отказывалась впускать выходивших на поверхность планеты в корабль.
      • Рипли спрашивает Ламберт, что случилось с Кейном. Ламберт пересказывает слова Кейна о яйцах Чужих в трюме инопланетного корабля.
      • Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна.
      • Разговор между Паркером и Брэттом в одном из подсобных отсеков во время ремонта.
      • Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брэтт уходят делать электрошокер.
      • Постельная сцена между Рипли и Далласом.
      • Сцена смерти Брэтта в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брэтта хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal».
      • У сцены смерти Брэтта был альтернативный вариант: рычащий Чужой сдавливает лапами его голову, из которой хлещет кровь.
      • После того, как Чужой утаскивает Брэтта, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь.
      • Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшем.
      • Длинная сцена, где команда пробует заманить Чужого в шлюз и выбросить в космос, но затея срывается, поскольку неожиданно включается сигнал аварийной тревоги и Чужой сбегает. У Рипли появляется подозрение, что сигнал включил Эш.
      • Ламберт вызывает по передатчику Эша.
      • Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Брэттом и сжигает ещё живого Далласа и остальные следы деятельности Чужого струёй из огнемёта.
      • Перед смертью Паркер кричит Чужому: «Я убью тебя, урод!»
      Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:
      • Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером.
      • Сцена исследования корабля Космических жокеев.
      • Разговор Рипли с Далласом об Эше.
      • Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого, но не получает никакого ответа.
      • Первоначальные поиски Чужого.
      • Поиски Чужого в вентиляции.
      • Получение Рипли доступа к «Матери».
      • Подготовка Эша к допросу.
      • Вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.
    • еще 90 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Длина «Ностромо» составляет 800 футов (примерно 245 метров), в то время как он транспортирует груз длиной в полторы мили (примерно 2,4 километра).

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Эта действительно страшная лента может показаться обманчиво простой. Сценарист Дэн О’Бэннон (ранее сотрудничал на малобюджетных картинах Джона Карпентера и, по сути, успел высмеять схожий сюжет в его «Тёмной звезде») при создании истории про внеземное существо, обладающее способностью постоянно менять форму и регенерироваться, вдохновлялся фантастическим фильмом «Оно! Ужас из другого пространства» (1958) из серии В. И многие зрители действительно принимают ленту британского режиссёра Ридли Скотта за очередной опус с немыслимыми ужасами, к тому же снятый с постановочным размахом, необычными спецэффектами (премия «Оскар») и пугающей атмосферой действия. В момент своего появления на экранах кинотеатров «Чужой» производил даже шоковое впечатление, тем более что при коллективном восприятии может возникнуть ситуация массового психоза. Не случайно, что данный фильм пользовался большим успехом в американском прокате, собрав свыше $80 млн. и заняв 31-е место по итогам 70-х годов, оказавшись самым кассовым среди страшных космических кинопроизведений. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 31937 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    О «Чужом» написаны тысячи рецензий, многочисленные статьи, книги. Влияние этого фильма на киноиндустрию и массовую культуру сложно переоценить. Он породил несколько сиквелов, к которым прикладывали руку такие известные и популярные режиссеры как Джеймс Кэмерон или Дэвид Финчер. И, тем не менее, картина, созданная под руководством молодого английского постановщика Ридли Скотта по сценарию Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта, вдохновленная изумительными работами швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, который выступил также дизайнером «Чужого», по сей день остается удивительным опытом для каждого, кто впервые сталкивается с историей противостояния человека враждебной всему живому неуязвимой и могущественной твари.

    Причины подобного успеха сформулировать нелегко, когда речь идет о фильме, который свыше тридцати лет назад поразил многих прежде всего своей технической составляющей. Последняя, казалось бы, за эти годы должна была безнадежно устареть. Отчасти это предположение справедливо. Уже следующий фильм о битве людей против безжалостных существ, снятый под руководством перфекциониста Кэмерона, превосходил своего предшественника в постановке спецэффектов, в зрелищности, в прорисовке «чужих» как биологического вида. Создав к 2012 году приквел к «Чужому» — фильм «Прометей» — Ридли Скотт и мастера по спецэффектам, казалось бы, превзошли самих себя в изображении некой далекой планеты, ставшей местом упокоения нескольких «космических жокеев», и космического корабля, прибывшего с Земли, для того, чтобы, ни много ни мало, узнать тайну происхождения человека.

    Представляется, однако, что сонм режиссеров и продюсеров, которые стремились, допустим, не только заработать на славе ксеноморфов и отважного лейтенанта Рипли в запоминающемся исполнении Сигурни Уивер, но и привнести во франшизу что-то новое, на деле все более отдалялись от духа первоисточника. В «Чужом», несмотря на его возраст, сохраняется атмосфера таинственности, столкновения с чем-то неизвестным. Странное дело: я вижу устаревшие по всем параметрам компьютеры, сотни каких-то забавных лампочек и кнопочек; я вижу первого в истории «чужого» — его яйцо, внутри которого — руки самого Ридли Скотта в перчатках, кукольного грудолома, медлительную взрослую особь ксеноморфа. Но я всему этому верю, в отличие, например, от навороченной техники «Прометея». Сцена, где умирает Кейн (сыгранный Джоном Хертом) неизменно будоражит меня сильнее, чем целые полчища «чужих», с которыми сталкиваются люди в безусловно талантливом фильме Кэмерона. Каждая деталь, каждая часть реквизита создана с огромным вниманием, граничащим с беззаветной любовью; у каждой из них свое предназначение — и мигающие лампочки, и кинескопный монитор в космическом корабле будущего, и словно прилаженный к радиоуправляемой машинке грудолом воспринимаются как должное. Ни один из актеров, скажем прямо, не запоминается своей выдающейся игрой (которую сценарий, по-видимому, и не предполагал), и, тем не менее, экипажу «Ностромо» сочувствуешь больше, чем кому-либо, кто затем вступил в схватку с ксеноморфами. Но главное, почему «Чужой» выигрывает, — это неповторимая (и с трудом объяснимая) атмосфера, благодаря которой картину можно трактовать как фильм ужасов, как приключенческий фильм, фильм о космосе, а при наличии зрительского вдохновения — как философскую драму. Атмосферу таинственности помогает почувствовать напряженная, но ненавязчивая музыка Джерри Голдсмита, который известен работой над музыкальным оформлением различных триллеров и фантастических картин.

    В отличие от своего приквела, «Прометея», «Чужой» не навязывает зрителю искусственные по своей сути вопросы, а касается их вскользь, не делая при этом многозначительной мины. Определенная недосказанность дает нам право самим что-то осмысливать и фантазировать. Как «Ностромо» очутился на этой планете? Кто там был до экипажа «Ностромо»? Какова история происхождения ксеноморфов? Какую роль им уготовила таинственная сила, что заставила космических путешественников столкнуться с подобной угрозой? Только зритель вправе задать себе эти и другие вопросы во время просмотра картины. Здесь затрагиваются тема столкновения человека с неизвестным и таинственным, вопрос о роли корпораций в судьбах человечества, проблема взаимодействия людей с искусственным интеллектом, наконец, показана жажда жизни и стремление к борьбе за ее сохранение. В эстетическом и мировоззренческом плане фильм Ридли Скотта является достойным преемником непревзойденной «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. То, что работа Скотта (вслед за шедевром Кубрика) мастерски удерживает внимание зрителя, поражает его уникальными кинематографическими приемами, прививает ему представления о каноничном изображении космического приключения, то, как она повлияла на кинофантастику, делает ее одним из лучших представителей жанра.

    22 октября 2014 | 14:28

    Конец 70-х. Время зарождения хэви-металла как стиля музыки и слэшера — как обособленного жанра хоррор-кинематографа. Именно в это время суждено было выйти картине «Чужой», которая навсегда изменила научно-фантастический кинематограф.

    Не имеет смысла рассказывать что-либо конкретное об этом фильме. Его и так смотрели все, ибо это один из тех немногих фильмов, которые известны всем — классика научно-фантастического кино. Грамотно продуманная вселенная, высокотехнологическое будущее, далёкая заброшенная планета и… человек, который из-за своей неаккуратности пробудил древнюю расу быстрых и весьма прожорливых существ. А ещё это страх. Страх темноты, в которой скрывается быстро взрослеющее существо — чужой. Один за другим гибнут члены экипажа. Смогут ли они победить это таинственное существо — чужого?

    Вердикт. Классика научной фантастики. Космические хорроры — не частые гости кинозалов, да и мало из них действительно интересны и захватывающи. А «Чужой» — вообще потрясающий фильм для своего времени. Об этом говорит хотя бы тот факт, что он получил Оскар за лучшие визуальные эффекты. Но с «Чужим» связан ещё один редкий в кинематографе случай: его сиквел в разы лучше оригинала, а потому оценка соответствующая.

    8 из 10

    2 октября 2010 | 15:53

    В связи с «Прометеем» многие, сходящие с ума по «Чужому», начали называть Ридли Скотта старым маразматиком, который уже не снимет такое «гениальное творение», как «Чужой». О «Чужом» уже ходят чуть ли не легенды, многие восторгаются данным шедевром, воспевая нечто, что понятно только тем, кто смотрел. Что же… после «Прометея», я решила всё-таки посмотреть этот, по рассказам многих, великолепный и жутко страшный фильм «Чужой». Обо всём по порядку.

    Всех нас в детстве пугали какие-то фильмы/мультфильмы. Кто-то боялся Фантомаса, хотя посмотрите сейчас этот фильм — милейшее зеленоватое существо из пластилина смесь с резиной и папье-маше. Кого-то пугал мультфильм «Ёжик в тумане», но сейчас это просто невнятное блуждание и ухание в тумане. Видимо, «Чужой» относится к подобным фильмам — они пугают только до определенного возраста, и дело тут не в годе съемок — технически всё проработано хорошо, а русские могут позавидовать спецэффектам даже сейчас! И я честно хотела бы посмотреть на человека, который смог посмотреть это невнятное действие несколько раз. Что же вас так в нём пугает? Где там ужасы? Могу лишь предположить, что этот фильм покажется страшным тем, кто боится темноты. Наши страхи иррациональны, но не до такой же степени, что не понятны другим совершенно. При просмотре данного «шедевра» возникает сонливость, зеваешь, как младенец, а напряжение, возникает, увы, не из-за сюжета, а из-за ожидания. Ждёшь, ждёшь динамичного развития сюжета, леденящую кровь историю, а получаешь театральные возгласы, неестественное выпучивание глаз и, в целом, безликих героев, которых можно было ещё на первых минутах убить — зрители бы не заметили разницы.

    А теперь я вернусь к «Прометею». Дедушка Ридли Скотт вовсе не маразматик, и даже вполне себе в трезвом уме. Как оказалось, «Прометей» на 90% идентичен «Чужому», только больше света, меньше возни и, как ни покажется странным, более профессиональная актёрская игра. Дедушка Ридли попытался исправить фильм «Чужой», вывести его на новый уровень, доработать то, что пришлось покрыть темнотой, скорее всего из-за слабо развитых ещё на то время спецэффектов. Если «Прометей» — это профессиональное монохромное фото, то «Чужой» — это «Квадрат Малевича», который все поливают сахаром из-за того, что некие критики воспевали его многие годы.

    Но давайте смотреть правде в глаза. «Чужой» отличается уникальными спецэффектами для своего 1979 года и на этом заканчиваются плюсы данного фильма. В остальном это невнятное блуждание по кораблю в потёмках, отсутствие профессионализма у актеров, незапоминающийся саундтрек (а он вообще был?!) и просто отсутствие сюжетной линии и динамики. Поэтому не нужно кидать камнями в Ридли Скотта после просмотра «Прометея», т. к. по сравнению с «Чужим», «Прометей» хотя бы удерживает внимание зрителя за счёт красоты главных героев и детально проработанными спецэффектами, хотя и в нём, порой, неумение пытаются скрыть за чернотой.

    Итог. Это не ужастик, это даже почти не фильм, а какое-то невнятное копошение. Если бы этот железный инопланетянин существовал, он бы сам покончил жизнь самоубийством после встречи той командой, которую, видимо, отправили в космос, так как они всех измучили на Земле.

    1 из 10

    12 июня 2012 | 18:01

    Такие фильмы обычно создаются не человеком, а каким-то внеземным разумом, подобно своей тематике он умен, расчетлив, изобретателен и обладает наркотическим воздействием на разум, заставляя забыть обо всем и погрузится в атмосферу узких металлических коридоров, темноты, ярких лампочек, черного небо космоса и как следствия этого страха. При чем с большой буквы, я вообще считаю с эвакуация с корабля это лучшая сцена безысходности за всю историю кино.

    Фильм настолько дорогой внутренне, что мне кажется превзойти подобную простоту и гениальность не суждено. Постоянная напряженность создается состоянием «предугадывания» мысли зрителя, этот прием вообще мало сейчас, где встретишь и по этому цена фильма ничем абсолютно не сопоставима. Золото жанра как не крути.

    22 декабря 2007 | 15:01

    В 1979 году на экранах появился «Чужой». Режиссером фильма выступил Ридли Скотт, хорошо зарекомендовавший себя в рекламном бизнесе, и на счету которого к тому моменту был всего лишь один фильм для большого экрана. Конечно, тогда никто и не мог предположить, что данный фильм положит началу одному из самых известных кинофранчайзов всех времен, и станет одним из самых узнаваемых брэндов студии «20 век Фокс».

    «Чужой» — хоррор семидесятых. Поэтому здесь не будет жутко вопящей жертвы, не будет идиотских смертей, не будет кучи мяса, и море крови… На первый взгляд можно даже сказать, что почти час ничего не происходит. Но это лишь на первый взгляд. Режиссер медленно, но верно знакомит нас с действующими лицами; и нагнетает атмосферу неспокойности. Чем дальше, тем больше будет чувствоваться, что вот сейчас, в эту минуту должно случиться страшное. Но создатели фильма и здесь не спешат, они даже дадут зрителям немного успокоиться, чтобы потом представить главного персонажа фильма — Чужого.

    В свое время сцена появления Чужого повергла зрителей в молчаливый хоррор. И даже сейчас, спустя столько времени, эта сцена является одной из лучших в жанре. Зрители увидели то, что никак нельзя было ожидать. И не только зрители. Актером тоже не сказали, что им предстоит. И поэтому, когда начали извергаться фонтаны крови, реакции на происходящие некоторых из них является более, чем достоверными. Ну а потом фильм потеряет всякие тормоза. Разогнанный во всю мощь локомотив понесется на полному ходу. Угадать — кто выживет, а кто нет, будет невозможно. Отчет пойдет на секунды. И в концовке, человек и чужой сойдутся в последней схватке

    В фильме всего семь персонажей. В отличие от большинства современных блокбастеров главные герои картины — обычные люди, которые в 99,9 процентах случаях обойдут неприятности стороной, а не полезут на рожон. Они просто хотят вернуться домой после изнурительной работы. Но именно им предстоит столкнуться с самым страшным испытанием в своей жизни. Попав в такую ситуацию, они не будут строить из себя супермэнов; они примут единственное правильное решение — сбежать с корабля. Другое дело, что сделать это будет ой как не просто.

    Но, пожалуй, главным героем фильма стал не человек, а сам Чужой. Ксеноморф. Идеальный организм, и в то же время идеальная машина для убийства, против которой у людей нет ни малейший шансов. Лишь на втором часу нам покажут Чужого и то не полностью и урывками, позволив человеческому воображению самому дорисовать внешний облик инопланетного монстра.

    «Чужой» породил целое направление в кинофантастике. Именно после этого фильма тема «вынашивания инопланетного организма в человеческом теле» получила колоссальное развитие. Ридли Скотт мог снять только одного «Чужого» и затем удалиться из кинематографа навсегда. Всё равно место в киноистории ему было обеспечено. Этим фильмом он доказал, что умеет грамотно создавать атмосферу, нагонять саспенс, сделать незабываемый визуальный ряд и работать с актерами. За двадцать шесть лет, прошедших с момента выхода картины на экран, «Чужой» как был, так и остается лучшим представителем своего жанра.

    10 из 10

    1 ноября 2005 | 09:40

    Ридли Скотт в настоящее время снимающий такие эпические ленты как «Гладиатор» и «Робин Гуд», в далеком 1979 году, создал самый страшный и колоссальный фильм о космическом пришельце.

    «Чужой» — это классика жанра, неповторимая актерская игра, которая создала настоящий дух страха и паранойи. Люди, которые решили, что космос стал их домом, столкнулись с более опасной угрозой.

    «Чужой» с точки зрения жанра является самым опасным врагом, действительно тут не задействовано никакой цели, как например, было в «Хищнике», в фильме действуют только инстинкты, чувство самосохранения. Такой враг идеален, он действует по своим природным законам, законам существования.

    С технической точки зрения фильм снят идеально, замкнутое пространство в котором находятся герои, создана таким образом, что как не крутись, а с монстром все равно придется, встреться, что позволяет предположить финал заранее. Но благородя отличному сценарию и режиссерской работе, нам удается на протяжении нескольких часов перенести тоже, что и они, почувствовать весь ужас и стать мышью в лабиринте, где ведется жестокая охота.

    9 из 10

    19 октября 2010 | 17:47

    Эту картину нет смысла обсуждать ибо она положила начало фантастическим хоррорам об инопланетной опасной жизни. Сюжет настолько цельно сформирован, что глядя на фильм современными глазами, понимаешь, чего утрачивает нынешняя фантастика: подходить с душой даже к мельчайшим деталям интерьера. Образ чужого полностью соответствует представлениям того времени, а проектировщики и дизайнеры ненавязчиво доказали: любая фантазия воплощаема.

    Конечно, «Чужого» большинство видело в детстве и помнит с тех пор именно его жутко-правдоподобный образ. А сейчас фильм не устарел благодаря своей атмосферности. По сути даже диалоги здесь второстепенны, так как эмоции и страх шикарно передали талантливые актеры. Ну, а в профессионализме режиссера никто и не сомневается.

    Фантастическое кино, которое ни у кого не вызывает желание его критиковать.

    28 мая 2010 | 16:33

    Когда был ребенком, я очень часто смотрел этот фильм и не менее часто фантазировал на тему существования этих самых Чужих. Сейчас же, вновь и вновь пересматривая «Чужого», остается море восторга и эмоций!

    Фильм действительно обладает атмосферой, в которую Скотт погружает нас на протяжении всего фильма. За это его фильму большой плюс, а самому Скотту огромное спасибо!

    28 ноября 2005 | 11:14

    Не пытайтесь назвать какой-то фантастический фильм ужасов лучше, чем «Чужой». Такой фильм с 1979-го года до сих пор не был снят.

    Некоторые говорят, что фильм не страшный. Пусть лучше попробуют посмотреть впервые ночью, да в темноте! Это, действительно, напряжённый и пугающий фильм. Атмосфера таинственности, некой загадочности, опасности космоса пропитывает весь фильм.

    Актёры сыграли живо и натурально. Отличные декорации, отличный монстр. Музыка тоже в 10-ку, дополняя атмосферу таинственности.

    А как Ридли Скотт в тему уделяет внимание мелочам. Обратите внимание на первые 5 минут фильма, на показ корабля, на звуки, на то, как переключается вид между лётными гермошлемами и экраном монитора корабельного компьютера. Смакота. Именно за такие моменты я люблю Ридли Скотта и его фильмы.

    Твёрдые

    10 из 10

    9 ноября 2010 | 00:40

    Я не люблю ужастики: только помню, что в детстве — я почему-то засматривалась фильмами про Зубастиков. Но повзрослев, я стала очень пугливой и теперь просто боюсь смотреть фильмы ужасов. Но из-за широкой рекламы Прометея, я наконец решилась посмотреть: начать решила с самого первого фильма Чужой… До сих пор вспоминать страшно…

    Это недалекое будущее: полеты в космос — уже реальность и работа для жителей Земли. На Землю летит космический корабль Ностромо с грузом руды. Экипаж, 7 человек, на время полета — погружен в анабиоз. Внезапно, бортовой компьютер прерывает рейс в неизвестной точке и будит команду. Они получают сигнал бедствия с планетоида и решают высадиться и проверить. На планетоиде, именуемом LV-426, член экипажа Кейн обнаруживает странные яйца одно, из которых раскрывается и… странное существо присасывается к его лицу! Оставшийся экипаж, под руководством офицера Элен Рипли становятся свидетелями того, как из груди Кейна вырывается агрессивное существо и прячется на корабле. Команда должна его изловить и уничтожить, но существо — быстро растет, как и его агрессия, ненависть и жажда убивать…

    Уверена, что многие скажут: чего тут бояться? Там же всего 5-6 страшных сцен! Но представьте себе — смотреть это поздно вечером, одной в доме… Да, я признаю, что пугаться там по идее не надо, но сама атмосфера фильма заставляла меня смотреть сквозь пальцы: Ридли Скотт великолепно, не спорю, использует эффект приближающегося ужаса — эти тихие и напряженные сцены перед нападением и ужас команды передается и мне…

    В фильме всего 7 главных героев, на считая Чужого и голоса компьютера. Это Кейн(Джон Хёрт), Эш(Иэн Холм), Даллас(Том Скерритт), Паркер(Яфет Котто), Ламберт(Вероника Картрайт) и Брэтт(Гарри Дин Стэнтон), чьим лидером я бы все-таки назвала Элен Рипли, несмотря на то что она не капитан. Сыгранная актрисой Сигурни Уивер, Рипли — стала одной из самых известных женщин в кинематографе и образцом сильной, уверенной, справедливой и практически бесстрашной женщины. Лишь она трезво мыслит в ситуации, показывает характер и способности лидера в такой сложной ситуации и готова на все, чтобы помочь выжить себе и команде. Также было просто огромное удовольствие наблюдать еще молодых мэтров синематографа Джона Хёрта и Иена Холма!

    Можете называть меня слабой и пугливой трусихой и Вы будите правы. Чужой — это тихий ужас, который был в глубоком космосе и может случиться так, что о нем никто не узнает. После просмотра, мне стали казаться Чужие повсюду — я еле смогла досмотреть фильм, так я боялась… Но многие мои знакомые очень ценят первое творение Ридли Скотта, что породило множество продолжений. Может я все-таки решусь посмотреть Чужих Джеймса Кемерона? Ведь Оскары выигрывали, а это говорит о многом…

    17 ноября 2012 | 20:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ЧужойAlien1979
    2 ЧужиеAliens1986
    3 ХищникPredator1987
    4 Хищник 2Predator 21990
    5 Чужой 3Alien³1992
    6 Чужой 4: ВоскрешениеAlien: Resurrection1997
    7 Чужой против ХищникаAVP: Alien vs. Predator2004
    8 Чужие против Хищника: Реквие...AVPR: Aliens vs Predator - Requiem2007
    9 ХищникиPredators2010
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 113 руб.
    DVD, 84 руб.
    DVD, 764 руб.
    Blu-Ray, 1799 руб.
    подробнее

    Новости


    В Россию наведывается «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, заранее претендовавшая на титул одного из главных проектов года. Вместе с ней добираются не столь громогласные новинки — романтическая комедия «Дружба и никакого секса?» и хоррор «Париж: Город мертвых». (...)
     
    все новости

    Интервью


    «Чужие» Джеймса Кэмерона или «Бегущий по лезвию», над которым работал Сид Мид, — эти фильмы уносят зрителя совершенно в другие миры с помощью ярких визуальных решений. С возрастом я понял, что с помощью различных приемов в этом жанре можно под другим углом смотреть на многие темы, которые интересны мне и другим людям. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    25 мая научно-фантастическому триллеру Ридли Скотта «Чужой» исполняется 35 лет. КиноПоиск вспоминает, как снималась одна из важнейших работ жанра, чем вдохновлялся легендарный художник Ганс Рудольф Гигер при создании монстров и каким образом ленте помогли «Звездные войны» и несостоявшаяся постановка «Дюны» Алехандро Ходоровского(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Представляем интервью с Шарлиз Терон, приуроченное к DVD-релизу фильма «Прометей». Актриса рассказала о своей героине и о том, чем её привлек этот проект. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.236
    116.Девчата8.235
    117.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.233
    118.Легенда №178.230
    119.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.230
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Третий лишний 2Ted 292.64%
    32.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.62%
    33.Дом странных детейMiss Peregrine's Home for Peculiar Children92.55%
    34.ФранкенштейнFrankenstein92.27%
    35.ВаркрафтWarcraft92.25%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Город героевBig Hero 61
    Зильс-МарияClouds of Sils Maria1
    ЯростьFury1
    Камилла Клодель, 1915Camille Claudel 191512
    Выпускной6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 2
    СудьяThe Judge8.225
    ДракулаDracula Untold6.632
    ИсчезнувшаяGone Girl8.506
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.458
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры