всё о любом фильме:

Чужой

Alien
год
страна
слоган«В космосе твой крик никто не услышит...»
режиссерРидли Скотт
сценарийДэн О’Бэннон, Рональд Шусетт
продюсерГордон Кэрролл, Дэвид Гайлер, Уолтер Хилл, ...
операторДерек Ванлинт
композиторДжерри Голдсмит
художникМайкл Сеймур, Роджер Кристиан, Лесли Дилли, ...
монтажДэвид Краузер, Терри Роулингс, Питер Уитерлей
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  31.8 млн,    Германия (ФРГ)  1.96 млн,    Испания  1.38 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации (1):
В далеком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты неопознанный сигнал. Экипаж принимает решение совершить посадку и разобраться, в чем дело. Оказавшись на планете, астронавты повсюду обнаруживают неопознанные предметы, по виду напоминающие гигантские коконы…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
89 + 3 = 92
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В минисериале «BBC: Голубая планета» (2001), Дэвид Аттенборо говорит, что чужой был смоделирован с фронимы, существа, обитающего на очень больших океанских глубинах. Его тело составляет 2,5 сантиметра в длину. На вид существо напоминает креветку с глазами, челюстью и зубами как у монстра, созданного Г. Р. Гигером.
    • Некоторые мониторы с «Ностромо» будут также использованы в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Рон Кобб, делавший наброски для фильма, предложил, чтобы у чужого в качестве крови была кислота.
    • Ридли Скотт занял режиссерское кресло после того, как его покинули четыре предыдущих кандидата.
    • В первом варианте сценария Рипли была мужчиной.
    • Роль Рипли изначально предлагалась Веронике Картрайт, но впоследствии выбор пал на Сигурни Уивер. Впрочем, Вероника также получила в проекте одну из главных ролей.
    • Многие диалоги являются импровизацией.
    • В костюм «чужого» мог облачиться Питер Мейхью, исполнитель роли Чубаки в «Звездных Войнах». Рост этого британского гиганта составляет 2,21 м. В итоге эта роль досталась Боладжи Бадеджо (2,18 м).
    • Для съемок было изготовлено три варианта «Чужих»: сама модель и два костюма, в которые облачались статисты.
    • Американский писатель-фантаст А. Э. ван Вогт обвинил создателей картины в плагиате, утверждая, что они украли его идею, описанную в книгах «Discord in Scarlet» (1939) и «Voyage of the Space Beagle» (1950). Но судебный процесс он выиграть не сумел.
    • По сценарию между Рипли и Далласом должна была пройти постельная сцена, но ее решили не снимать.
    • В первых набросках художника пришелец был снабжен глазами, но для съемок картины было принято решение избавиться от них, дабы придать существу более зловещий вид.
    • Ни одна из кинокомпаний не хотела браться за этот проект, посчитав его слишком жестоким и кровавым. Однако вскоре нашелся смельчак по имени Уолтер Хилл, представляющий интересы компании «20th Century Fox». Тем не менее, он тоже внес свою лепту в судьбу картины, посчитав первый вариант сценария чересчур мрачным. Ридли Скотт был вынужден удалить слишком жестокие сцены.
    • «Сырой» вариант картины длился 192 минуты (итоговая версия намного короче — 117 минут).
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер изменили имена всех персонажей в сценарии Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта. В сценарии О’Бэннона и Шусетта герои были прописаны таким образом, что их могли сыграть как мужчины, так и женщины. По словам сценаристов, они писали роль Рипли исключительно как мужскую.
    • Г. Р. Гигер создал несколько моделей чужих, из которых был выбран окончательный вариант.
    • На одном из этапов разработки проекта создатели фильма подумывали сделать тело чужого полупрозрачным.
    • Известнейший слух — никто из актеров, за исключением Джона Хёрта, не знал, что случится при «рождении» чужого — по большому счету, правдив. Актерам лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, рассказали о том, что будет происходить в данной сцене: например, Вероника Картрайт никак не ожидала, что её обрызгают кровью.
    • По словам Дэна О’Бэннона, идея, вынашивания чужеродного организма в человеческом теле, пришла ему в голову после того, как он узнал, что осы дорожные откладывают свои личинки в брюшках пауков. Однако, данный вид ос откладывает яйца на теле своей жертвы, а не внутри неё. Стоит добавить, что отдельные виды ос всё же откладывают яйца в телах других организмов: например, осы ихневмон и осы бракониды. Первые откладывают яйца в различных жуков, вторые — в определенные виды гусениц. В обоих случаях организм-носитель погибает при рождении осы.
    • Для сцены внутри инопланетного космического корабля было создано 130 яиц чужих.
    • Восемнадцать лет спустя после выхода фильма на экраны Г. Р. Гигер подал в суд на студию «20th Century Fox» за то, что его имя отсутствовало в титрах к фильму «Чужой 4: Воскрешение» (1997), и выиграл дело.
    • Режиссерская версия фильма, вышедшая в 2003 году, стала возможной благодаря 100 коробкам с пленками картины, обнаруженным на одном из складов студии.
    • Детали для декораций внутренних помещений «Ностромо» были найдены на кладбище самолетов.
    • В сцене, где команда «Ностромо» просыпается после гиперсна, груди Вероники Картрайт и Сигурни Уивер были покрыты киперной лентой.
    • Изначально Джон Финч должен был сыграть Кейна, но в первый день съёмок у него случился приступ диабета. Ридли Скотт знал, что Джон Хёрт не задействован на других проектах и предложил ему роль. Уже на следующий день Хёрт приступил к съёмкам.
    • Для того чтобы создать эффект резкого ускорения «Ностромо», несколько человек трясли и раскачивали кресла, в которых сидели актеры.
    • Когда таможенники увидели модели фэйсхаггеров Г. Р. Гигера, то они были настолько шокированы, что немедленно задержали его на американской границе. Дэну О’Бэннону пришлось приехать в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснить властям, что это — модели для фильма ужасов.
    • Сцена «рождения» чужого была снята с первого дубля, используя четыре камеры.
    • Для того чтобы испугать кота Джонса, перед ним посадили немецкую овчарку.
    • Сцена, в которой Даллас преследует чужого в вентиляционных шахтах, а остальная команда корабля предупреждает его, чтобы он поскорее покинул вентиляционную систему, была снята за один день.
    • Джерри Голдсмит был в ярости, узнав, что Ридли Скотт и монтажер фильма Терри Роулингс существенно изменили его музыку, написанную специально для фильма.
    • Эш отсутствовал в первой версии сценария Дэна О’Бэннона.
    • Дэн О’Бэннон и Г. Р. Гигер познакомились на разработке проекта «Дюна» Алехандро Ходоровского — проекта, который так и не состоялся.
    • Сигурни Уивер была утверждена на роль Рипли, после того как продюсеры увидели пробы актрисы, на которых она произносила финальный монолог на борту спасательной шлюпки «Ностромо».
    • Идея фильма возникла у Дэна О’Бэннона, после того как он разочаровался реализацией своего первого сценария, «Темная звезда» (1974), который поставил Джон Карпентер. О’Бэннон писал сценарий «Чужого» с прицелом на гораздо больший бюджет, чем был у «Темной звезды», и значительно расширив хоррор-элемент.
    • Еще до начала работы над сценарием к «Чужому» Рональд Шусетт приобрел права на рассказ Филипа Дика «We Can Remember It for You Wholesale» (который впоследствии трансформируется в сценарий к картине «Вспомнить всё» (1990)) и попросил Дэна О’Бэннона помочь ему адаптировать произведение известного фантаста для большого экрана. В то же самое время О’Бэннон придумал историю об инопланетянине на космическом корабле. Новоиспеченные партнеры решили сначала написать сценарий об инопланетном монстре, т. к., по их мнению, данный проект было легче реализовать.
    • Первоначальное название картины — «Star Beast».
    • В первые шесть минут фильма нет диалогов.
    • Слово «fuck» произносится по ходу действия фильма 5 раз (Рипли говорит «fuck» четыре раза за фильм).
    • Студия «20th Century Fox» увеличила бюджет фильма в два раза (с $4,2 миллионов до $8,4), после того как Ридли Скотт показал свои раскадровки.
    • Ридли Скотт с радостью согласился поставить фильм, т. к. разработка предыдущего проекта, на котором он работал, зашла в тупик.
    • Три модели «Ностромо» различной длины и массы были построены для съёмок фильма.
    • Продюсеры третьесортного фильма ужасов «Оно! Ужас из космоса» (1958) подумывали подать на авторов «Чужого» в суд за плагиат, но не стали этого делать.
    • Изначально космический корабль должен был называться «Снарк» (фантастическое животное из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»), затем название изменили на «Левиафан» (морское чудовище, описанное в Библии; громадина, плавучая махина (о судне)). В конце концов, было решено остановиться на «Ностромо» (название корабля повторяет название книги Джозефа Конрада. На итальянском «nostromo» означает «боцман»).
    • Имя компьютера «Ностромо» — «Мать». Имя компьютера на корабле в фильме «Чужой 4: Воскрешение» (1997) — «Отец».
    • Два тридцатисекундных обратных отсчета в фильме продолжаются соответственно 36 и 37 секунд.
    • Вероника Картрайт узнала о том, что она не получила главную роль только тогда, когда её попросили прийти на съёмочную площадку для примерки нескольких костюмов её героини, Ламберт.
    • Космические костюмы, в которые одеты Том Скеррит, Джон Хёрт и Вероника Картрайт, были чрезвычайно неудобны, сделаны из нейлона и не пропускали воздух. Актеры, одетые в такие костюмы, изнывали от невероятной жары и очень часто падали в обморок. На съёмках постоянно присутствовала медсестра, которая следила за физическим состоянием трех актеров, и оказывала им первую помощь. Только после того, как для съёмок одной из сцен в костюмы одели детей Ридли Скотта и Дерека Ванлинта (оператор), и они также потеряли сознание, были внесены некоторые изменения в дизайн костюмов.
    • В начале съёмок Ридли Скотту приходилось каждый день выслушивать наставления девяти продюсеров, которые постоянно жаловались на то, что Ридли уж слишком много времени тратит на съёмки той или иной сцены.
    • В первый день съёмок сцен с участием кота Джонса, кожа Сигурни Уивер покрылась сыпью. Сигурни испугалась, что у неё аллергия на кошек, и её вполне могут уволить, т. к. для студии было намного проще заменить никому не известную актрису, чем найти четырех идентичных котов. Как оказалось, у Уивер была аллергия на глицерин, который служил имитацией пота на коже актрисы.
    • Название компании — Weylan Yutani. В фильме «Чужие» (1986) Джеймс Кэмерон немного подкорректировал название — Weyland Yutani.
    • В костюме чужого были использованы пластилин и детали моторов Rolls Royce.
    • Создатель спецэффектов Брайан Джонсон работал одновременно над этим фильмом и картиной «Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980).
    • После первых недель съёмок, Дэн О’Бэннон попросил у продюсеров разрешения посмотреть отснятый материал, но получил отказ. Однако, О’Бэннону удалось просмотреть материал: он договорился с киномехаником и находился в комнате с кинопроектором во время показа чернового материала.
    • Для того чтобы снять сцену «рождения» чужого, Джону Хёрту пришлось просунуть голову, плечи и руки в специальную дыру в столе, соединенном с искусственным туловищем, в котором содержался сжатый воздух и множество внутренностей животных.
    • Вопль, который издает новорожденный чужой, — это комбинация звуков шипения гадюки, свинячьего визга и плача ребенка.
    • Для сцен, где чужой перемещается по кораблю, декорации помещений специально перестраивали под Боладжи Бадеджо, для того чтобы облегчить его движения и предоставить ему больше мест, где можно спрятаться. Однако, несмотря на все усилия декораторов, Боладжи несколько раз рвал костюм чужого.
    • В сцене, где Эш проводит аутопсию фэйсхаггера, тело последнего было сделано из свежих моллюсков, устриц и овечьей почки.
    • Эмбриональные движения фэйсхаггера (до того как он выпрыгивает из яйца) были созданы руками Ридли Скотта, одетыми в резиновые перчатки.
    • В сцене, где Ламберт, Даллас и Кейн осматривают инопланетного пилота, их роли исполнили дети Ридли Скотта и Дерека Ванлинта, для того чтобы придать помещению и инопланетянину больший размер.
    • Название компании «Weyland Yutani» появляется на экране компьютера во время посадки.
    • Звук, который можно услышать на заднем плане в лаборатории, где лежит Кейн с фэйсхаггером на голове, также можно услышать в комнате Декарда в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Для декорации пола на «Ностромо» были использованы перевернутые и перекрашенные ящики для бутылок из-под молока.
    • Несмотря на то, что в 2003 году вышла режиссерская версия фильма, куда было добавлено несколько новых сцен, Ридли Скотт сделал специальную пометку в DVD-издании, гласящую, что настоящей режиссерской версией фильма он считает версию, смонтированную в 1979 году, еще до выхода картины на экраны. Режиссерская версия, в настоящее время доступная на DVD, была названа режиссерской, исходя лишь из коммерческих соображений.
    • Для того, чтобы добиться эффекта пара, идущего из шлемов, был использован аэрозоль, который распрыскивали изнутри шлемов.
    • Автор рекламных слоганов Барбара Гипс придумала известнейший тэглайн: «В космосе никто не сможет услышать твой вопль».
    • Боладжи Бадеджо, сыгравший чужого, до начала фильма брал уроки пантомимы и занимался Тай-Цзи Цюань (китайская гимнастика).
    • В начальной сцене, когда мы видим различные помещения «Ностромо», можно заметить кофеварку «Krups». Точно такая же модель кофеварки была использована как «Мистер Синтез» в фильме «Назад в будущее» (1985).
    • Большинство известных продюсеров имеет целый штат людей, которые читают сценарии, а затем пишут краткую версию сюжета. Сценарий «Чужого» был охарактеризован, как «это почти «Челюсти», но в космосе».
    • Для создания тонкого слоя тумана, который покрывает яйца чужих, была использована дымовая установка, позаимствованная у группы «The Who».
    • На пост режиссера рассматривались кандидатуры Роберта Олдрича, Питера Йэтса, Джека Клейтона, Дэна О’Бэннона и Уолтера Хилла.
    • Внутренности яиц чужих, которые рассматривает Кейн, содержали настоящие органические элементы. В их дизайне были использованы сердца и желудки коров. Хвост фэйсхаггера — овечьи кишки.
    • Билл Патерсон мог исполнить одну из ролей в фильме.
    • Желая узнать женское мнение о Сигурни Уивер в роли Рипли, Ридли Скотт показал её пробы нескольким женщинам из производственного отдела, которые положительно отозвались о её игре.
    • По словам Ридли Скотта, вдохновением для съёмок фильма ему послужили «Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» (1977) и «2001 год: Космическая одиссея» (1968) за изображение космоса, и «Техасская резня бензопилой» (1974) за атмосферу страха.
    • Упомянутая в фильме звездная система Zeta-2 Reticuli реально существует. Это двойная звезда, на расстоянии 39 световых лет от Земли.
    • В новеллизации Алана Дина Фостера андроид Эш посоветовал попытаться наладить контакт с Чужим, но отказался сообщать. Вопрос в том, пытался ли он сам это сделать.
    • Американский журнал «Entertaiment Weekly» поставил Эша на 4 место среди самых любимых роботов нации.
    • Эш возглавляет список из семи любимых персонажей фильмов ужасов американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Джосса Уидона.
    • Единственная работа Боладжи Бадеджо.
    • В этом фильме Чужого играет нигериец Боладжи Бадеджо, студент и дизайнер, который был обнаружен в баре одним из членов съёмочной группы, который привел его к Ридли Скотту. Скотт считал, что Бадеджо с его ростом 218 см, сможет сыграть Чужого, так как его руки и ноги казались неестественно длинными, создавалась иллюзия того, что под костюмом не мог быть человек. Каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скаммелл также изображали Чужого в ряде сцен.
    • Аниматронную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди, прославившийся благодаря фильму «Кинг-Конг» (1976).
    • У съёмочной группы не было возможности построить декорации мостика инопланетного корабля в натуральную величину. Чтобы создать впечатление гигантских пространств, в этих сценах были задействованы дети Ридли Скотта.
    • Для создания маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
    • «Лицехват» и яйцо чужого Г. Р. Гигер собрал из бараньих и коровьих внутренностей, моллюсков и костей рыб.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Ридли Скотт признавался в многочисленных интервью, что он хотел снять более мрачный фильм с фатальной развязкой. В частности, картина должна была заканчиваться сценой откусывания головы Рипли. Но кинокомпания «20th Century Fox» не пошла на поводу у режиссера и предложила смягчить окончание.
    • Вероника Картрайт после выхода картины на экраны призналась, что в сцене, где ноги ее героини опутывает хвост «чужого», на самом деле ноги не ее. Они принадлежат Гарри Дину Стэнтону (Брэтт), и происходит данное событие при съемках абсолютно другой сцены.
    • Подкрашенная вода использовалась в качестве «крови» Эша.
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер предложили идею того, чтобы Эш был роботом.
    • Для того чтобы снять сцену гибели Паркера, была сделана специальная резиновая голова Яфета Котто, набитая свинячьими мозгами. Лоб был сделан из воска, для того чтобы зубы чужого могли с легкостью его пробить.
    • Роджер Дикен, отвечавший за спецэффекты в сцене «рождения» чужого, хотел, чтобы последний выбирался из груди Кейна с помощью маленьких рук, но его идею отклонили.
    • Гибель робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, а когда голова робота повисла рядом с телом, он, двигая руками, бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе и разговаривает, планировалось использовать аниматронную голову, но та выглядела очень неестественно и поэтому в столе проделали дыру, через которую актёр Иэн Холм просунул свою настоящую голову; в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое начинало вытекать у актёра изо рта, когда он начинал говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока, которое было у андроида вместо крови.
    • Сцены, которые не вошли в прокатную версию, но были в режиссёрской версии:
      • В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн буксира.
      • После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшей туда Ламберт. Ламберт в кадре не показывается и ничего не говорит, в сценарии Кейн здоровается с подошедшими туда поочерёдно остальными членами команды.
      • Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал и узнаёт, с какой планеты он исходит.
      • Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля и кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему.
      • Даллас, Кейн и Ламберт находят труп пилота-инопланетянина.
      • Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель.
      • Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо».
      • Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя отказывалась впускать выходивших на поверхность планеты в корабль.
      • Рипли спрашивает Ламберт, что случилось с Кейном. Ламберт пересказывает слова Кейна о яйцах Чужих в трюме инопланетного корабля.
      • Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна.
      • Разговор между Паркером и Брэттом в одном из подсобных отсеков во время ремонта.
      • Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брэтт уходят делать электрошокер.
      • Постельная сцена между Рипли и Далласом.
      • Сцена смерти Брэтта в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брэтта хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal».
      • У сцены смерти Брэтта был альтернативный вариант: рычащий Чужой сдавливает лапами его голову, из которой хлещет кровь.
      • После того, как Чужой утаскивает Брэтта, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь.
      • Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшем.
      • Длинная сцена, где команда пробует заманить Чужого в шлюз и выбросить в космос, но затея срывается, поскольку неожиданно включается сигнал аварийной тревоги и Чужой сбегает. У Рипли появляется подозрение, что сигнал включил Эш.
      • Ламберт вызывает по передатчику Эша.
      • Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Брэттом и сжигает ещё живого Далласа и остальные следы деятельности Чужого струёй из огнемёта.
      • Перед смертью Паркер кричит Чужому: «Я убью тебя, урод!»
      Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:
      • Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером.
      • Сцена исследования корабля Космических жокеев.
      • Разговор Рипли с Далласом об Эше.
      • Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого, но не получает никакого ответа.
      • Первоначальные поиски Чужого.
      • Поиски Чужого в вентиляции.
      • Получение Рипли доступа к «Матери».
      • Подготовка Эша к допросу.
      • Вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.
    • еще 90 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Длина «Ностромо» составляет 800 футов (примерно 245 метров), в то время как он транспортирует груз длиной в полторы мили (примерно 2,4 километра).

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Эта действительно страшная лента может показаться обманчиво простой. Сценарист Дэн О’Бэннон (ранее сотрудничал на малобюджетных картинах Джона Карпентера и, по сути, успел высмеять схожий сюжет в его «Тёмной звезде») при создании истории про внеземное существо, обладающее способностью постоянно менять форму и регенерироваться, вдохновлялся фантастическим фильмом «Оно! Ужас из другого пространства» (1958) из серии В. И многие зрители действительно принимают ленту британского режиссёра Ридли Скотта за очередной опус с немыслимыми ужасами, к тому же снятый с постановочным размахом, необычными спецэффектами (премия «Оскар») и пугающей атмосферой действия. В момент своего появления на экранах кинотеатров «Чужой» производил даже шоковое впечатление, тем более что при коллективном восприятии может возникнуть ситуация массового психоза. Не случайно, что данный фильм пользовался большим успехом в американском прокате, собрав свыше $80 млн. и заняв 31-е место по итогам 70-х годов, оказавшись самым кассовым среди страшных космических кинопроизведений. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 40974 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Чужой» — каноничный и по-настоящему этапный фильм в жанре фантастического хоррора, заклеймованный при выходе как «Челюсти» в космосе», но идет гораздо дальше своего морского собрата, являясь не только отправной точкой популярной франшизы, но и законодателем и основоположником целого направления, как в жанре хоррора и фантастики, так и в кинематографе в целом. Сильный и стильный одновременно, «Чужой» берет очень много от фантастического эпика Стенли Кубрика «Космическая одиссея», не покушаясь на ее интеллектуальную локацию, но создавая свою вселенную — предвестницу грядущего мира.

    Камера медленно пикирует сквозь футуристические шестиугольные коридоры залитые светом, в следующем кадре сменяя их безжалостно долгими изображениями космического корабля, титанических размеров, с первых кадров погружая зрителя в атмосферу отстраненного пессимистичного и пустого мира, мира будущего, для которого существование чужого не просто случайность, но единственно возможная среда обитания. Контраст между космическим пришельцем — восьмым пассажиром корабля, методично уничтожающим членов экипажа одного за другим эффектно сопоставляется с не менее чудовищной корпоративной цивилизацией оккупирующей Землю. Все это выдвигает фильм из банальных страшилок на уровень антиутопии о безжалостной и аморальной системе, выставляя картину на один меридиан с другим шедевром Стенли Кубрика — а именно «Заводным апельсином», размещая их на полярных орбитах.

    С визуальной точки зрения фильм идеален. Потрясающие воображения декорации корабля пришельцев. Подробный и проработанный интерьер «Ностромо». Режиссер умело располагает камеру, начиная с эстетического умиления декором, заканчивая стремительным набегом, эффектом оголенного нерва, ужасающего и пугающего, почти неуловимого. Созданный на месте внешне простого, но далеко не глупого сюжета, фильм разгрызает самоё себя, с жадностью, затеняя сюжетную линию потоком тотальности, завораживающей метафизикой нео-нуара, тонко подчеркивая мироощущения жанра, но высмеивая его компоненты.

    Благодаря «Чужому», не роковая женщина вамп, виновная во всех бедах отважных мужчин, но сильная и мужественная леди стала новым эталоном киногероя. Фильм Ридли Скотта не только оказал влияние на жанр, и кино в целом, но дал миру икону стиля, воздвигая своим фильмом монолит Сигурни Уивер — Рипли, героине феминисток всего мира. Уже после последовали другие представители того семейства в картинах «Терминатор», «Голубая сталь», «Солдат Джейн», но первопроходцем раз и навсегда остается «Чужой».

    Резюмируя один из самых страшных и технически совершенных (учитывая год выпуска) фильмов, нельзя лишний раз не оценить новаторство его создателей, огромную техническую работу, которая никак не ущемляет содержательность, в совокупности создавая удивительно живой и действительно жуткий микроклимат, способный как напугать, причем не только саспенсом, но и пророческим предзнаменованием, так и восхитить ум своей изобретательностью и глубиной мысли. Если же вас все еще одолевают сомнения по поводу оценки «шедевр» вспомните самый страшный эпизод в кино — момент рождения чужого (!), он то и примирит противоречия.

    11 апреля 2012 | 20:21

    Во многих рецензиях было уже сказано более чем про данный шедевр мировой кинофантастики именуемый «Чужим».

    Однако при прочтении фактически всех рецензий, можно заметить, как все отмечают что «Чужой» — это классика, которая никогда не умрет и не станет старомодной.

    И это действительно так.

    Шедевры киноклассики никогда не будут казаться нам даже через столетия чем-то чуждыми, если мы конечно не деградируем от тупых поп-корновых блокбастеров, но мы должны осознать что классика тоже умеет стареть.

    И как бы это не было прискорбно, это хочется сказать в адрес Чужому.

    Да, Чужой бесспорно самый что ни на есть леденящий душу, космических хоррор, который внес в кинофантастику фактически новое дыхание, породив немало также влиятельных и культовых фантастических фильмов.

    Но сейчас, данная лента смотрится как-то суховато, в ней нет той энергии, которая хлестала из нее буквально вчера, а сегодня порою возникает ощущение, будто перед тобой старомодный фантастический фильм типа Космической Одиссеи Стэнли Кубрика.

    Кино умеет стареть, надо тоже уметь признавать данный факт, какое бы оно влияние не оказало на какие-либо жанры или даже на весь мировой кинематограф, в скором времени, все равно кто-либо будет замечать мелкую сетку морщин, покрывшею той или иной фильм, в данном случае морщины начинают покрывать и Чужого и никакие ремейки не исправят данную ситуацию.

    25 февраля 2012 | 16:08

    Лента «Чужой», вышедшая на экраны в 1979 году, стала первым научно-фантастическим проектом для тогда 42-летнего Ридли Скотта. Действие фильма происходит в далеком антиутопическом будущем и повествует о возвращении на Землю рабочей группы промышленного звездолета «Ностромо». После работы в далеких уголках космоса пролетарии то и дело мечтают поскорее вернуться домой и получить честно заработанные премиальные. И все бы сложилось хорошо, если бы в один день корабль не перехватил сигнал из малоизученной системы.

    Место, которое исследует экипаж корабля, существует на стыке органики и технологий. Эти образы, включая самого Чужого, были придуманы швейцарским художником Гансом Гигером. Его работы олицетворяют пугающую сторону космоса — мертвые цивилизации, — то, что от древней и высокоразвитой расы остались лишь механистичные окаменелости. Руины, изображенные в фильме, являются, по сути, апофеозом демонической фантастики, из-за которых у зрителей моментально возникают вопросы о том, что произошло с тем миром, и в чем заключалась ошибка его представителей. Тайны, которыми укрыта планета, оставили массу возможностей для развития серии и создали чуть ли не целую мифологию, добавив необходимую глубину для собственных предположений.

    «Самый страшный момент боя — его ожидание». То же самое и с «Чужим» — он пугает не внезапными появлениями агрессивного пришельца, а неизвестностью, тем, что тварь может скрываться где угодно. Подобный эффект создатели фильма приумножили за счет медленно развивающегося сюжета картины. До самого конца фильма зрителю не хотят показывать монстра целиком, из-за этого хочется пересматривать краткие моменты, чтобы иметь хоть какое-то представление кроме как о зубастой пасти.

    Режиссер вернется к истории про самого популярного монстра современной фантастики лишь спустя 30 лет, когда начнет работу над фильмом «Прометей». Однако первая глава про Чужого внесла наибольший вклад в развитие жанра космического хоррора, и еще много поколений кинематографистов будут брать пример с детища Ридли Скотта.

    9 из 10

    21 июня 2012 | 17:18

    Заголовок обозначает две позиции: спасение или поражение как для персонажей фильма, так и для его создателей. Но к счастью получилось первое. И хотя я еще с 7 лет знаю этот фильм, руки не доходили написать на него — очень хотелось написать все и не забыть в списке ничего.

    Допустим, что сейчас данная картина устарела, конечно сейчас фильм кажется вполне обычным, что его единственная заслуга лишь в том, что именно первый «Чужой» стал по сути отцом или прародителем фантастики, но опять же, тот же Толкин с его «Властелином колец» написанным еще в 30-х, ставший создателем фэнтези в литературе, но его книги читаются до сих пор, даже не устарев (хотя даже и на книги Толкина найдутся те, кто назовет и их устаревшей посредственностью).

    В общем и целом, игра актеров мне понравилась — они импровизировали. И пусть большинство из них выглядит чуть-чуть глуповато, Сигурни Уивер молодец. Ее игра наиболее характерна и прощупывается. Атмосфера в фильме все таки присутствует, пусть фильм идет неспешно, спокойно плывя по течению, но какой-никакой гнет и холод одиночества в неизведанном космосе все равно присутствует.

    Отдельное спасибо гримерам, дизайнерам, особенно художнику Гигеру за его неповторимый образ инопланетного монстра. Такой импровизации в стилистике я нигде не видела. Вообще образ Чужого в рисунках Гигера — это как раз таки образ смерти. Высокий, таинственный, черный, коварный и беспощадный, но считающийся у всех совершенным. Техноорганика или биомеханика. Все смертельно опасные атрибуты у этого монстра, даже кровь может использоваться как оружие. А встреча с Чужим, вернее, с промежуточным паукообразным, намного страшнее смерти. В данном фильме лишь один монстр вполне уместен, поскольку человек слабее него и не знает, с чем имеет дело. Также отдельное спасибо актеру, сыгравшему Чужого.

    Что сказать — фильм классика, породившая один из лучших жанров кинематографа и одного из самых страшных и одновременно любимых всеми чудовищ из другой Вселенной. И именно этот фильм прославил непревзойденную Сигурни (котик Джонси у нее очень симпатичный). А о том, сколько ощущений и впечатлений появляется при просмотре фильма можно писать бесконечно, поскольку все равно попахивает непредсказуемостью.

    15 июля 2014 | 13:44

    Сбившись с курса, чтобы прийти на сигнал SOS, космический корабль «Ностромо» оказывается на необитаемой с виду планете. Экипаж совершает обследование местности и натыкается на яйцеобразные коконы вполне зловещего вида. Пока астронавты чешут лбы и недоумевает что это, один из коконов распускается; из него вылетает арахнидообразная тварь и вцепившись в скафандр астронавта Кейна (Джон Хёрт), перекрывает ему кислород. Отложив в Кейне яйца, тварь умирает. Умирает за обеденным столом и астронавт, из груди которого вырывается Чужой — существо настолько богомерзкое, что в пору перекреститься. Повинуясь киллерским инстинктам, Чужой расторопно гасит одного члена корабля за другим, пока не спотыкается на лейтенанте Эллен Рипли (Сигурни Уивер) — бой-бабе с невероятно ярким блеском жажды жизни в глазах.

    Рождение Чужого на экране — процесс воплощения в жизнь больной, но гениальной фантазии Х. Р. Гигера, отца-создателя этого монстра. От зародыша до двухметрового чудовища: взросление Чужого прямо пропорционально росту страха героев картины. Чтобы выжить у астронавтов в ход идут огнемёты и другие подручные средства. Но они, увы, не спасают от хитрости, проворности и кровожадности ксеноморфа. Чужой — идеальный убийца, начисто лишённый эмоций, поэтому, возможно, даже не осознающий того, какой ужас он вселяет в людей. Победить его, значит одолеть свой страх. Свой страх можно одолеть только одним способом: не убояться смерти. У режиссёра Скотта была задумка — сделать концовку абсолютно пессимистичной. В ней Чужой откусывал голову Рипли, тем самым явив полное преимущество инопланетянина над человеком. Может быть, от этого фильм выиграл бы, став ещё культовее. Однако, тогда он лишил бы нас удовольствия от просмотра картин Кэмерона, Финчера и Жене, которые (каждый по-своему) восхваляли победу одновременно хрупкой и сильной женщины над Чужими. Победа Эллен Рипли — победа всего человечества, одно из главных достоинств которого умение любить и ценить жизнь. Поэтому Рипли даже умерев («Чужой-3») — воскресла («Чужой-4»). Бесподобная Рипли в исполнении Уивер, «последний оставшийся в живых член экипажа «Ностромо». Конец передачи».

    10 июня 2009 | 10:28

    Будущее. 2087 год. Люди, чего и следовало ожидать, наконец-то покинули старушку Землю и теперь путешествуют по бескрайним просторам космоса. Вот только вопреки утверждениям писателей-фантастов, а вместе с ними легендам и сказаниям народов мира, человечество не встретило представителей иных цивилизаций. Не было высших рас, готовых повести человечество в лучшее завтра. Не было жестоких захватчиков, единственным смыслом существования которых была бы бесконечная война. Космос безмолвствовал. Будто бы нечто неведанное, зловещее, чуждое всему живому, уничтожило всю и всяческую жизнь в космосе, а сейчас эта сила затаилась и ждет, когда человечество покинет свои защищенные рубежи и ступит в глубокий космос. Безрадостная получается картина, да… Хотя постойте. Быть может все не так плохо, как кажется на первый взгляд, ведь космический корабль «Ностромо» перехватывает некий сигнал исходящий с планеты-астероида LV-426. Сигнал, который не получается дешифровать, но весь экипаж сходится в одном — вполне возможно, что им предстоит осуществить первый контакт и оказать всю и всяческую помощь серым человечкам, доказав, что люди — это не кровожадные варвары, а заодно развеяв свои страхи на тему чудовищ, прячущихся во тьме космоса.

    Проходит двадцать минут с начала фильма и вот уже один из космонавтов сумел наладить первый контакт, да столь плотно, что инопланетная форма жизни вцепилась в лицо человека и ни в какую не хочет отцепляться. Любовь с первого взгляда? Если бы. Пришелец, на деле, оказывается паразитом, который откладывает яйца в организм-носитель после чего умирает. Хорошая новость? *грустный смех* Носитель впоследствии тоже умирает, так как вылупившейся из яйца чужеродный организм разрывает его грудную клетку, дабы вдохнуть свежий воздух и огласить местность своим душераздирающим криком. *задумался* Знаете, я беру свои слова назад. Ситуация для экипажа «Ностромо» складывается не плохая, она — отвратительная!

    Впрочем, история итак большинству собравшихся известна, а тем же кто слышит об этом фильме впервые я даже немного завидую — у них все еще впереди. Другое дело — почему данный фильм известен и любим далеко не одним поколением людей?

    Быть может дело в том, что несмотря на то обстоятельство, что жанром картины является страшилка «Чужой» оказывается ближе к научной фантастике, чем многие современные фантастические кинокартины? Дизайн кораблей отсылает нас к «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Всему происходящему находится логичное объяснение и не возникает вопросов, а как эта штука вообще работает, чем грешат коллеги по цеху. Герои картины своим поведением не напоминают мутировавших амеб, а ведут себя как живые люди оказавшиеся в экстремальной ситуации и если они вдруг теряются, паникуют или вовсе зажимаются в угол, вознося молитвы всем известным богам, то это именно что человеческий фактор. Именно благодаря этому обстоятельству офицер Рипли выглядит не как крутая героиня, что способна слона на скаку остановить и хобот ему оторвать, а человеком, которая оказалась в экстремальной ситуации и вынужденная вступить в бой с самым страшным чудовищем известным человечеству.

    А может быть все дело в самом антагонисте? Жутком монстре, который чужд всему живому? У него нет привычных органов осязания и обаяния. Вместо крови у существа течет кислота. А его рождение символизирует не жизнь, а смерть. При этом стоит заметить, что ксеноморф, в отличие от большинства собратьев по жанру, не глуп и он умеет расставлять приоритеты. Убийство для этого существа — вторично. Основная цель — выживание и ради нее он пойдет на всё. Ну а учитывая нечеловеческую ловкость, силу, выносливость, а вместе с тем кислотную кровь… как черт возьми можно остановить эту штуку находясь в узких коридорах космической станции?!

    В любом случае у фильма хватает достоинств, благодаря которым «Чужого» можно смотреть и пересматривать. Другое дело у фильма имеется один недостаток, который некоторые из моих коллег вводят в абсолют — кинокартина вышла немного-нимало, а тридцать шесть лет назад и оттого многие вещи, что присутствовали в «Чужом» были впоследствии использованы в других фильмах. Хм, как по мне, так это добрый знак. Ведь если копированию подверглись некоторые сцены, а порой и отдельные куски сюжета, то это говорит о том, что фильм и впрямь удался. Разве нет? Так же были высказаны претензии на тему того, что фильм не пугает… Эмм, да, действительно, в кинокартине практически нет буу-эффектов, виновник торжества не бегает по кораблю за людишками бытый час, оглашая округу своим ревом, да и обилием оторванных частей в кадре фильм похвастаться не может. В общем нет в «Чужом» ничего из того, что присутствует в современных страшилках, которые, по секрету скажу, вызывают по большей части скептическую улыбку, нежели страх. Впрочем, кинокартине Ридли Скотта всё это ненужно, так как берет она именно что атмосферой всеобщего страха и безысходности, что гложет души героев. Она берет тем что где-то там, в темноте затаилось существо, от которого нет спасения, именно тот самый иррациональный страх, который испытывают маленькие дети, будучи уверенные, что у них под диваном/в шкафу спрятался страшный монстр. И исходя из этого приходишь к выводу, что фильм разочаровывает людей лишь потому, что для них фильм, это всего лишь фильм. Убийца времени за которым можно скоротать часок-другой, а затем пойти по делам. Вот только дело в том, что кино, как и книги, не только рассказывают интересные, страшные, смешные или грустные истории. Фильмы приглашают зрителя окунутся в свой мир и на пару часов стать героем истории и попытаться прочувствовать как мир, так и героев произведения. Прочувствовать и поверить. И поэтому, перед тем как начать просмотр, мне хотелось бы задать вам, уважаемый зритель, вопрос: А готовы ли вы поверить, что где-то там, в созвездие Сетки, притаилось нечто злое и беспощадное, что чуждо самому понятию жизни? И если ответ утвердительный, то можете смело запрыгивать на борт «Ностромо» и приготовится к будоражащему кровь приключению, которое вы вряд ли забудете.

    9 из 10

    9 декабря 2015 | 12:10

    Когда был ребенком, я очень часто смотрел этот фильм и не менее часто фантазировал на тему существования этих самых Чужих. Сейчас же, вновь и вновь пересматривая «Чужого», остается море восторга и эмоций!

    Фильм действительно обладает атмосферой, в которую Скотт погружает нас на протяжении всего фильма. За это его фильму большой плюс, а самому Скотту огромное спасибо!

    28 ноября 2005 | 11:14

    Согласитесь, что видение неземных существ у каждого из нас относительно субъективное, но по-своему гениальное. Поначалу представления человека формировались в рамках понятия космоса, но уже сейчас, покорив его и проводя в нём смелые исследования, человечество, движимое жадным любопытством, интересуется более волнующими тайнами, которые могут представлять собой широкий ряд познаний вечнозагадочной Вселенной. А она, безусловно, бережно таит в себе абсолютно другую, чудную, без сомнений, пугающую жизнь, рождающую свободной случайностью бесподобный плод, из которого стремительно эволюционирует абсолютно новое, совершенное, а может, чуть ли не достигшее высшего идеала существо, не тронутое рукой постороннего мира и тихо живущее на богом забытой планете. Именно к таким планетам и тянется рука человека, готовая ухватиться за любое открытие, способное изменить наше вроде бы устойчивое отношение к миру. Однако не стоит отрицать и тот факт, что некоторые открытия, будь они до редкости уникальными, лучше не совершать…

    Перейдём на более приземлённую тему. Вместе с открытиями в области астрономии и космических технологий производятся открытия и в старом добром кинематографе, который давно притеснился к нашей жизни, но который хранит в себе не меньше загадок, чем другие планеты и галактики. Особенно полон удивительных вещей жанр «фантастики», многогранный, непредсказуемый, неутомимый. При столкновении с таким жанром в кино, одновременно всплывают и свежие идеи, и типичные проблемы, ведь для реализации по-настоящему фантастических планов требуются соответствующие условия, которые не всегда удаётся установить. И поэтому «Чужой» Ридли Скотта является ярким примером того, как нужно миновать возникающие проблемы и добиться желаемой цели. В данном случае она неоднозначна.

    Безусловно, «Чужой» — классика научной фантастики, в которой изящно сочетаются тонкая философия и достаточно жёсткий, но не превышающий планку триллер. Картина представляет собой не слишком яркую, но обжигающую и оставляющую значительный след искру искусности и изящества, терпения и старательности, что в совокупности даёт нам выделяющийся засчёт своеобразной идейности шедевр кинематографа. Это удивительно, но всего при каких-то ничтожных одиннадцати миллионах долларов Скотт сумел снять визуально поражающий и тенденциозно выходящий из ряда вон фильм, который оказался очевидно громким хитом, доказательством чего могут послужить отличные кассовые сборы и тёплый приём как зрителей, так и кинокритиков. В принципе, этого стоило ожидать создателям, так как лента отличалась крайне революционными спецэффектами, в ходе которых использовались компьютерная графика и натуральные объекты, но постепенно работа Ридли Скотта стала перерастать в нечто культовое и исключительное, в конце концов, став обязательным продуктом для уважающего себя киномана.

    В фильме образуется целый мир, реальность, в которой царят загадки, возбуждающие интерес, и неожиданные разгадки, вызывающие самый настоящий, будоражащий сознание страх. Мы видим будущее. Космический корабль. Высокие технологии. Но нашим глазам не представляют саму Землю, мы не видим общего результата продвижения человечества. Зрителю приходится следить всего лишь за группой людишек, бороздящих просторы таинственного космоса, но главное — это не знакомство с «детьми будущего», а встреча с чужой жизнью, столкновение с неизвестным и от того страшным, для нас неестественным и антиэстетическим.

    Что было первым: яйцо или Чужой? Скорее, не то и не другое, потому что первой была человеческая фантазия, для которой, кажется, не существует творческих преград. Может, Вселенная излучила некие флюиды уникальной информации, которую уловил разум Дэна О`Беннона и Рональда Шусетта, может, муза вдохновения посетила сны одного из сценаристов, но важно то, что они придумали Его, каким-то образом у них возникла идея о Нём, которую немедленно воплотили в жизнь. И вот, лицезрейте — неподражаемый Чужой. Его взгляд — это взгляд пустоты. Его челюсти — коварная улыбка самой Смерти. Его тело — идеальная машина для убийств. Нет и ни малейшего сомнения, что это само совершенство! И это самое совершенство художникам удалось изобразить с невообразимым мастерством. Образ монстра создан так детально и кропотливо, что кажется, его создавали вовсе не люди. И это восхищает.

    Связывая сюжет с космосом, создатели уловили самую сердцевину драматичности действия, придали ему психологическо-эмоциональную черту, создав неповторимую атмосферу, которая, в независимости от того, что основные события разворачиваются в безграничном космическом пространстве, удивительным образом вызывает чувство клаустрофобии, некомфортной, щемящей замкнутости пространства, из которого, кажется, нет выхода, и, подобно ловушке, оно несёт в себе кошмарную опасность. Но в этой ситуации и начинает проявляться небывалая мужественность хрупкой женщины, в чём проявляется одно из направлений фильма. Это чистый культ женской натуры. Именно женщина — мать всего живого — побеждает страх и сохраняет жизнь. Символично, не правда ли?

    9 из 10

    «Чужой» — безупречный эталон стильной научно-фантастической картины с философской подноготной и искусными спецэффектами, что делает фильм умницы Ридли Скотта революционным во всех отношениях и культовым в общепринятом понятии.

    7 апреля 2011 | 15:06

    Ридли Скотт создал не просто один из лучших фантастических фильмов ужасов он создал нечто большее нечто глобальное он создал целую вселенную состоящую из фильмов комиксов и компьютерных игр. Фильм снимался в сложных условиях были проблемы с бюджетом и попросту весь корабль Ностромо котором проходит большая часть фильма полностью был сделан из мусора, но не смотря на это фильм стал культовым и смотрится до сих пор прекрасно. Фильм не смотря на свой возраст выглядит реалистично вспомните хотя бы инопланетный космический корабль даже в 20 раз при просмотре этого фрагмента аж дух захватывает, а сам чужой выглядит действительно жутко и пугающе помню в детстве он меня сильно впечатлил и я неделю боялся гулять вечером когда стемнеет.

    Сюжет хотя его все знают все ровно скажу пару слов о нем грузовой корабль Ностромо возвращался домой, но поступил сигнал с не известной планеты и наши астронавты решили мимо ходом проверить от кого и зачем шел этот сигнал высадившись на планету наши герой обнаруживают инопланетный корабль и где и один из астронавтов подцепляет паразита который отложил в него эмбрион инопланетного существа бедного астронавта возвращают на корабль не подозревая что на одного пассажира стало больше и этот пассажир далеко не дружелюбный.

    Говорить об этом не побоюсь этого слова шедевре можно много, но вы уже наверно его посмотрели, а если нет то бегом исправляйте эту оплошность, а я вам желаю приятного просмотра.

    10 из 10

    25 февраля 2016 | 20:42

    Чужой — одна из моих любимых кинофраншиз. Из чего следует, что не стоит ожидать очень уж объективной рецензии, но я постараюсь.

    Первый фильм франшизы вышел в далеком 1979-ом году от Рождества Христова. Из всех частей её я увидел первой, где-то на рубеже тысячелетий. Позже пересматривал его великое множество раз, так что это самый настоящий фильм детства (и я далеко не уникален в этом смысле). Многие считают его одним из фильмов на все времена, ну а я лишь соглашусь.

    Сюжет первой части построен по довольно незамысловатому принципу: небольшая группа людей разных полов и физических показателей (но без выдающихся), без серьёзного вооружения, в замкнутом пространстве, против одного (но имеющего ряд ключевых преимуществ), неизвестного доселе, существа. По аналогичному принципу сегодня строят компьютерные игры в жанре horror, вроде «Амнезии» или «Outlast», где игроку приходится только убегать, а не сражаться. Если исходить из этого, то ход гениальный: атмосфера ужаса и безысходности проявляется сполна, держа зрителя в напряжении.

    Теперь конкретнее. К сюжету «Чужого» придраться довольно трудно. Герои не ведут себя как полные кретины, от чего потом неминуемо следовали бы проблемы. Как лично я считаю — это основная проблема жанра; сегодня особенно. Когда видишь, что герои сами виноваты в своих проблемах (а чаще причина — тупость в терминальной стадии), сопереживать им уже не хочется, даже напротив. Да, в «Чужом» герои совершают ошибки, но это такие ошибки, которые выглядят вполне естественно, которые совершили бы многие на их месте (не убить Чужого сразу же после рождения, например, легко объяснить шоком команды, да и то, попытка-то была). Конечно, можно придраться к системе размножения Чужих: шанс того, что один вид инопланетных существ может таким образом взаимодействовать с другим, с учётом их абсолютно независимого развития друг от друга, просто невероятно мал. Настолько, что это нереально. Тем не менее, всё-таки это кино, причём не основанное на реальных событиях, потому на этом моменте я бы внимание не заострял. Я рад заметить, что сколько раз бы не смотрел фильм, но всё равно он приковывает внимание. Начало весьма скучное, но чем ближе к концу, тем становится интереснее в геометрической прогрессии. В итоге, в конце уже невозможно оторваться. И это сегодня, когда зритель избалован фильмами в любом жанре. Какое же он впечатление производил в 1979-ом году можно представить. И благодаря чему все проблемы фильма уходят на второй план.

    Актёры подобраны отлично, а игра не вызывает сомнений. Более того, у персонажей отлично прописаны характеры. Особенно, женские персонажи. Взглянуть хотя бы на разительное отличие персонажа Сигурни Уивер и Вероники Картрайт (в роли Ламберт). Вообще, Сигурни Уивер в данном фильме заслуживает отдельного внимания, но я не вижу смысла расписывать положительных качеств. Рипли в исполнении Уивер — это как Терминатор в исполнении Шварценеггера, только женского пола, со всеми вытекающими.

    Декорации корабля, безусловно, для сегодняшнего дня устарели. Выпуклые маленькие экраны, какие-то лампочки — сегодня это смотрится забавно. Однако если кто-то считает это серьёзным минусом фильма, то я напомню год производства: 1979-ый год. Тогда это было вполне современно. Я не удивлюсь, если точно так же мы будем смотреть через 30 лет «Прометея» и забавляться над интерьером космического корабля. В глаза проблемы технологий показанного будущего бросаются только в начале или в моментах демонстрации крупным планом. В остальных же сценах атмосфера завлекает настолько, что всего этого не замечаешь, да и скафандры смотрятся вполне современно и сегодня.

    Спецэффектов в фильме не много (не тот жанр). Можно отметить разве что взрыв в конце фильма эпично-нереальный. Не могу не отметить сцену с рождением Чужого: отлично снята и смонтирована. Хоть там и есть небольшой ляп, в глаза он не бросается вообще. И сам ксеноморф, о котором ниже, в фильме показан превосходно. Действительно видишь инопланетное создание, а не какую-то невнятную куклу или кусок графики (которой в 79-ом и не могло быть).

    Ксеноморф. Дизайн Чужого просто шикарен, как и лицехват. За это отдельная благодарность ныне покойному художнику Гансу Рудольфу Гигеру. Как и в случае с персонажем Сигурни Уивер, не вижу смысла описывать. Просто надо видеть. Его образ на века, как и весь фильм в целом. Проще описать его словами Эша: «Идеальный организм… Его структурное совершенство сравнимо с его агрессией… Я восхищен цельностью, тягой к жизни, незамутненной совестью жалостью и заблуждениями морали».

    Возвращаясь к сюжету. Что же в итоге показывает сюжет фильма (ведь это не просто тупая страшилка)? Он показывает, что, в конечном счёте, самыми главными злодеями являются люди. Чужой, конечно, убивает не задумываясь, но такова его природа, а одна из вырезанных сцен показывает его главный мотив. Андроид тоже не может быть плохим — его просто так настроили, заложили программу. Настоящими антагонистами фильма являются те, кто показан не был: представители «Компании», которые в конечном счёте и должны нести ответственность за все события, произошедшие на «Ностромо». Это те создания, которым известна жалость и мораль, вот только в весьма извращённой форме. Ещё, сюжет нам показывает, что женщина вовсе не слабое звено команды, не всё мужикам героями быть (а ведь изначально так и планировалось). Отличная концовка только подтверждает это, а так же оставляет простор для фантазии. Нет, не что случилось с Рипли — это нам покажут в 1986-ом году с выходом «Чужих». Судьба Чужого — вот что остаётся загадкой.

    Итог: годно. Первый фильм франшизы «Чужой» является единственным из остальных частей в жанре horror. И стоит признать, это отменный представитель жанра. Эту картину стоит смотреть не только фанатам жанра или фанатам самого Чужого, но и всем, кто любит хорошее кино. Непередаваемая атмосфера вкупе с отличным интересным сюжетом — это и есть основа рецепта фильма на все времена. Кстати, у фильма есть режиссёрская версия, что известно многим. Но не все знают, что есть ещё т. н. расширенная (extended) версия, созданная фанатами, в которой есть много приятных ништяков. Рекомендую посмотреть её, даже если оригинальный фильм был просмотрен не раз (а то и лучше).

    P. S. Надеюсь, что никто не додумается снять ремейк на этот замечательный фильм, ибо не раз видели, чем это заканчивается.

    9,5 из 10

    21 июля 2015 | 01:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ЧужойAlien1979
    2 ЧужиеAliens1986
    3 Чужой 3Alien³1992
    4 Чужой 4: ВоскрешениеAlien: Resurrection1997
    5 Чужой 5Untitled Neill Blomkamp/Alien Project2017
    6 Чужой: ЗаветAlien: Covenant2017
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 1799 руб.
    подробнее

    Новости


    Теперь, когда все отметили «Оскар», полученный Леонардо ДиКаприо за драму «Выживший», когда стало известно, что у трансляции был самый низкий рейтинг за последние восемь лет (34,3 млн зрителей), а максимум «Оскаров» (шесть) у «Безумного Макса», можно обратить внимание на другие цифры. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Для меня всегда было так: как только я уверен, что мой сценарий доступен для восприятия и достаточно прост, тогда есть надежда на то, что мы сможем получить удовольствие от работы. В случае с «Исходом» был важен поиск локаций, подходящих по бюджету и уместных для картины эпического масштаба. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Специально для «Родины» Петра Буслова записана весьма редкая для современного российского кино музыка настоящего оркестра, главную тему исполнил рэпер Баста, а в финале зрители неожиданно слышат голос Иосифа Кобзона, который звучит на большом экране впервые за 40 лет. КиноПоиск вспоминает другие яркие примеры фильмов, которые смогли удивить своими необычными музыкальными решениями и концептуальностью саундтреков. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Чтобы на свет появился первый «Безумный Макс», потребовалось всего лишь 300 тыс. австралийских долларов и один никому не известный австралийский актер. На создание четвертой части франшизы ушло около ста миллионов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    30.Властелин колец: Две крепостиThe Lord of the Rings: The Two Towers8.504
    31.МатрицаThe Matrix8.503
    32.Американская история ХAmerican History X8.494
    33.Большой кушSnatch.8.491
    34.ВАЛЛ·ИWALL·E8.487
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Свет в океанеThe Light Between Oceans93.65%
    22.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.57%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.32%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.21%
    25.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.19%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Гуманитарные наукиLiberal Arts44
    И никого не сталоAnd Then There Were None18
    НаваждениеGoing Clear: Scientology and the Prison of Belief12
    ВаркрафтWarcraft59
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse86
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.326
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.917
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.572
    Angry Birds в киноAngry Birds6.536
    Экипаж8.176
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры