всё о любом фильме:

Чужой

Alien
год
страна
слоган«В космосе твой крик никто не услышит...»
режиссерРидли Скотт
сценарийДэн О’Бэннон, Рональд Шусетт
продюсерГордон Кэрролл, Дэвид Гайлер, Уолтер Хилл, ...
операторДерек Ванлинт
композиторДжерри Голдсмит
художникМайкл Сеймур, Роджер Кристиан, Лесли Дилли, ...
монтажДэвид Краузер, Терри Роулингс, Питер Уитерлей
жанр ужасы, фантастика, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  31.8 млн,    Германия (ФРГ)  1.96 млн,    Испания  1.38 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации (1):
В далеком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты неопознанный сигнал. Экипаж принимает решение совершить посадку и разобраться, в чем дело. Оказавшись на планете, астронавты повсюду обнаруживают неопознанные предметы, по виду напоминающие гигантские коконы…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
88 + 3 = 91
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Три модели «Ностромо» различной длины и массы были построены для съёмок фильма.
    • Г. Р. Гигер создал несколько моделей чужих, из которых был выбран окончательный вариант.
    • В костюм «чужого» мог облачиться Питер Мейхью, исполнитель роли Чубаки в «Звездных Войнах». Рост этого британского гиганта составляет 2,21 м. В итоге эта роль досталась Боладжи Бадеджо (2,18 м).
    • Ридли Скотт признавался в многочисленных интервью, что он хотел снять более мрачный фильм с фатальной развязкой. В частности, картина должна была заканчиваться сценой откусывания головы Рипли. Но кинокомпания «20th Century Fox» не пошла на поводу у режиссера и предложила смягчить окончание.
    • Ридли Скотт занял режиссерское кресло после того, как его покинули четыре предыдущих кандидата.
    • В первом варианте сценария Рипли была мужчиной.
    • Роль Рипли изначально предлагалась Веронике Картрайт, но впоследствии выбор пал на Сигурни Уивер. Впрочем, Вероника также получила в проекте одну из главных ролей.
    • Многие диалоги являются импровизацией.
    • Для съемок было изготовлено три варианта «Чужих»: сама модель и два костюма, в которые облачались статисты.
    • Некий писатель А. Э. ван Вогт обвинил создателей картины в плагиате, утверждая, что они украли его идею, описанную в книгах «Discord in Scarlet» (1939) и «Voyage of the Space Beagle» (1950). Но судебный процесс он выиграть не сумел.
    • По сценарию между Рипли и Далласом должна была пройти постельная сцена, но ее решили не снимать.
    • Вероника Картрайт после выхода картины на экраны призналась, что в сцене, где ноги ее героини опутывает хвост «чужого», на самом деле ноги не ее. Они принадлежат Гарри Дину Стэнтону (Брэтт), и происходит данное событие при съемках абсолютно другой сцены.
    • В первых набросках художника пришелец был снабжен глазами, но для съемок картины было принято решение избавиться от них, дабы придать существу более зловещий вид.
    • Ни одна из кинокомпаний не хотела браться за этот проект, посчитав его слишком жестоким и кровавым. Однако вскоре нашелся смельчак по имени Уолтер Хилл, представляющий интересы компании «20th Century Fox». Тем не менее, он тоже внес свою лепту в судьбу картины, посчитав первый вариант сценария чересчур мрачным. Ридли Скотт был вынужден удалить слишком жестокие сцены.
    • «Сырой» вариант картины длился 192 минуты (итоговая версия намного короче — 117 минут).
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер изменили имена всех персонажей в сценарии Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта. В сценарии О’Бэннона и Шусетта герои были прописаны таким образом, что их могли сыграть как мужчины, так и женщины. По словам сценаристов, они писали роль Рипли исключительно как мужскую.
    • На одном из этапов разработки проекта создатели фильма подумывали сделать тело чужого полупрозрачным.
    • Известнейший слух — никто из актеров, за исключением Джона Хёрта, не знал, что случится при «рождении» чужого — по большому счету, правдив. Актерам лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, рассказали о том, что будет происходить в данной сцене: например, Вероника Картрайт никак не ожидала, что её обрызгают кровью.
    • По словам Дэна О’Бэннона, идея, вынашивания чужеродного организма в человеческом теле, пришла ему в голову после того, как он узнал, что осы дорожные откладывают свои личинки в брюшках пауков. Однако, данный вид ос откладывает яйца на теле своей жертвы, а не внутри неё. Стоит добавить, что отдельные виды ос всё же откладывают яйца в телах других организмов: например, осы ихневмон и осы бракониды. Первые откладывают яйца в различных жуков, вторые — в определенные виды гусениц. В обоих случаях организм-носитель погибает при рождении осы.
    • Для сцены внутри инопланетного космического корабля было создано 130 яиц чужих.
    • Восемнадцать лет спустя после выхода фильма на экраны Г. Р. Гигер подал в суд на студию «20th Century Fox» за то, что его имя отсутствовало в титрах к фильму «Чужой 4: Воскрешение» (1997), и выиграл дело.
    • Режиссерская версия фильма, вышедшая в 2003 году, стала возможной благодаря 100 коробкам с пленками картины, обнаруженным на одном из складов студии.
    • Детали для декораций внутренних помещений «Ностромо» были найдены на кладбище самолетов.
    • В сцене, где команда «Ностромо» просыпается после гиперсна, груди Вероники Картрайт и Сигурни Уивер были покрыты киперной лентой.
    • Изначально Джон Финч должен был сыграть Кейна, но в первый день съёмок у него случился приступ диабета. Ридли Скотт знал, что Джон Хёрт не задействован на других проектах и предложил ему роль. Уже на следующий день Хёрт приступил к съёмкам.
    • Для того чтобы создать эффект резкого ускорения «Ностромо», несколько человек трясли и раскачивали кресла, в которых сидели актеры.
    • Когда таможенники увидели модели фэйсхаггеров Г. Р. Гигера, то они были настолько шокированы, что немедленно задержали его на американской границе. Дэну О’Бэннону пришлось приехать в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснить властям, что это — модели для фильма ужасов.
    • Сцена «рождения» чужого была снята с первого дубля, используя четыре камеры.
    • Для того чтобы испугать кота Джонса, перед ним посадили немецкую овчарку.
    • Сцена, в которой Даллас преследует чужого в вентиляционных шахтах, а остальная команда корабля предупреждает его, чтобы он поскорее покинул вентиляционную систему, была снята за один день.
    • Рон Кобб, делавший наброски для фильма, предложил, чтобы у чужого в качестве крови была кислота.
    • Джерри Голдсмит был в ярости, узнав, что Ридли Скотт и монтажер фильма Терри Роулингс существенно изменили его музыку, написанную специально для фильма.
    • Эш отсутствовал в первой версии сценария Дэна О’Бэннона.
    • Подкрашенная вода использовалась в качестве «крови» Эша.
    • Дэн О’Бэннон и Г. Р. Гигер познакомились на разработке проекта «Дюна» Алехандро Ходоровского — проекта, который так и не состоялся.
    • Сигурни Уивер была утверждена на роль Рипли, после того как продюсеры увидели пробы актрисы, на которых она произносила финальный монолог на борту спасательной шлюпки «Ностромо».
    • Идея фильма возникла у Дэна О’Бэннона, после того как он разочаровался реализацией своего первого сценария, «Темная звезда» (1974), который поставил Джон Карпентер. О’Бэннон писал сценарий «Чужого» с прицелом на гораздо больший бюджет, чем был у «Темной звезды», и значительно расширив хоррор-элемент.
    • Еще до начала работы над сценарием к «Чужому» Рональд Шусетт приобрел права на рассказ Филипа Дика «We Can Remember It for You Wholesale» (который впоследствии трансформируется в сценарий к картине «Вспомнить всё» (1990)) и попросил Дэна О’Бэннона помочь ему адаптировать произведение известного фантаста для большего экрана. В то же самое время О’Бэннон придумал историю об инопланетянине на космическом корабле. Новоиспеченные партнеры решили сначала написать сценарий об инопланетном монстре, т. к., по их мнению, данный проект было легче реализовать.
    • Первоначальное название картины — «Star Beast».
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер предложили идею того, чтобы Эш был роботом.
    • В первые шесть минут фильма нет диалогов.
    • Слово «fuck» произносится по ходу действия фильма 5 раз (Рипли говорит «fuck» четыре раза за фильм).
    • Студия «20th Century Fox» увеличила бюджет фильма в два раза (с $4,2 миллионов до $8,4), после того как Ридли Скотт показал свои раскадровки.
    • Ридли Скотт с радостью согласился поставить фильм, т. к. разработка предыдущего проекта, на котором он работал, зашла в тупик.
    • Продюсеры третьесортного фильма ужасов «Оно! Ужас из космоса» (1958) подумывали подать на авторов «Чужого» в суд за плагиат, но не стали этого делать.
    • Изначально космический корабль должен был называться «Снарк» (фантастическое животное из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»), затем название изменили на «Левиафан» (морское чудовище, описанное в Библии; громадина, плавучая махина (о судне)). В конце концов, было решено остановиться на «Ностромо» (название корабля повторяет название книги Джозефа Конрада. На итальянском «nostromo» означает «боцман»).
    • Имя компьютера «Ностромо» — «Мать». Имя компьютера на корабле в фильме «Чужой 4: Воскрешение» (1997) — «Отец».
    • Два тридцатисекундных обратных отсчета в фильме продолжаются соответственно 36 и 37 секунд.
    • Вероника Картрайт узнала о том, что она не получила главную роль только тогда, когда её попросили прийти на съёмочную площадку для примерки нескольких костюмов её героини, Ламберт.
    • Космические костюмы, в которые одеты Том Скеррит, Джон Хёрт и Вероника Картрайт, были чрезвычайно неудобны, сделаны из нейлона и не пропускали воздух. Актеры, одетые в такие костюмы, изнывали от невероятной жары и очень часто падали в обморок. На съёмках постоянно присутствовала медсестра, которая следила за физическим состоянием трех актеров, и оказывала им первую помощь. Только после того, как для съёмок одной из сцен в костюмы одели детей Ридли Скотта и Дерека Ванлинта (оператор), и они также потеряли сознание, были внесены некоторые изменения в дизайн костюмов.
    • В начале съёмок Ридли Скотту приходилось каждый день выслушивать наставления девяти продюсеров, которые постоянно жаловались на то, что Ридли уж слишком много времени тратит на съёмки той или иной сцены.
    • В первый день съёмок сцен с участием кота Джонса, кожа Сигурни Уивер покрылась сыпью. Сигурни испугалась, что у неё аллергия на кошек, и её вполне могут уволить, т. к. для студии было намного проще заменить никому не известную актрису, чем найти четырех идентичных котов. Как оказалось, у Уивер была аллергия на глицерин, который служил имитацией пота на коже актрисы.
    • Название компании — Weylan Yutani. В фильме «Чужие» (1986) Джеймс Кэмерон немного подкорректировал название — Weyland Yutani.
    • В костюме чужого были использованы пластилин и детали моторов Rolls Royce.
    • Создатель спецэффектов Брайан Джонсон работал одновременно над этим фильмом и картиной «Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980).
    • После первых недель съёмок, Дэн О’Бэннон попросил у продюсеров разрешения посмотреть отснятый материал, но получил отказ. Однако, О’Бэннону удалось просмотреть материал: он договорился с киномехаником и находился в комнате с кинопроектором во время показа чернового материала.
    • Для того чтобы снять сцену «рождения» чужого, Джону Хёрту пришлось просунуть голову, плечи и руки в специальную дыру в столе, соединенном с искусственным туловищем, в котором содержался сжатый воздух и множество внутренностей животных.
    • Вопль, который издает новорожденный чужой, — это комбинация звуков шипения гадюки, свинячьего визга и плача ребенка.
    • Для сцен, где чужой перемещается по кораблю, декорации помещений специально перестраивали под Боладжи Бадеджо, для того чтобы облегчить его движения и предоставить ему больше мест, где можно спрятаться. Однако, несмотря на все усилия декораторов, Боладжи несколько раз рвал костюм чужого.
    • В сцене, где Эш проводит аутопсию фэйсхаггера, тело последнего было сделано из свежих моллюсков, устриц и овечьей почки.
    • Некоторые мониторы с «Ностромо» будут также использованы в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Эмбриональные движения фэйсхаггера (до того как он выпрыгивает из яйца) были созданы руками Ридли Скотта, одетыми в резиновые перчатки.
    • В сцене, где Ламберт, Даллас и Кейн осматривают инопланетного пилота, их роли исполнили дети Ридли Скотта и Дерека Ванлинта, для того чтобы придать помещению и инопланетянину больший размер.
    • В минисериале «BBC: Голубая планета» (2001), Дэвид Аттенборо говорит, что чужой был смоделирован с фронимы, существа, обитающего на очень больших океанских глубинах. Его тело составляет 2,5 сантиметра в длину. На вид существо напоминает креветку с глазами, челюстью и зубами как у монстра, созданного Г. Р. Гигером.
    • Название компании «Weyland Yutani» появляется на экране компьютера во время посадки.
    • Звук, который можно услышать на заднем плане в лаборатории, где лежит Кейн с фэйсхаггером на голове, также можно услышать в комнате Декарда в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Для декорации пола на «Ностромо» были использованы перевернутые и перекрашенные ящики для бутылок из-под молока.
    • Ни одна крупная студия в Голливуде, включая «20th Century Fox», не хотела иметь ничего общего с данным проектом из-за чрезмерной жестокости и кровавости. Ситуация изменились только тогда, когда проектом заинтересовался Уолтер Хилл. Студия «20th Century Fox» согласилась профинансировать картину при условии, что будет уменьшено количество насилия. Но даже после всех мер, предпринятых студией, создателям фильма пришлось перемонтировать картину, т. к. она получилась слишком кровавой.
    • Несмотря на то, что в 2003 году вышла режиссерская версия фильма, куда было добавлено несколько новых сцен, Ридли Скотт сделал специальную пометку в DVD-издании, гласящую, что настоящей режиссерской версией фильма он считает версию, смонтированную в 1979 году, еще до выхода картины на экраны. Режиссерская версия, в настоящее время доступная на DVD, была названа режиссерской, исходя лишь из коммерческих соображений.
    • Для того, чтобы добиться эффекта пара, идущего из шлемов, был использован аэрозоль, который распрыскивали изнутри шлемов.
    • Автор рекламных слоганов Барбара Гипс придумала известнейший тэглайн: «В космосе никто не сможет услышать твой вопль».
    • Боладжи Бадеджо, сыгравший чужого, до начала фильма брал уроки пантомимы и занимался Тай-Цзи Цюань (китайская гимнастика).
    • В начальной сцене, когда мы видим различные помещения «Ностромо», можно заметить кофеварку «Krups». Точно такая же модель кофеварки была использована как «Мистер Синтез» в фильме «Назад в будущее» (1985).
    • Большинство известных продюсеров имеет целый штат людей, которые читают сценарии, а затем пишут краткую версию сюжета. Сценарий «Чужого» был охарактеризован, как «это почти «Челюсти», но в космосе».
    • Роджер Дикен, отвечавший за спецэффекты в сцене «рождения» чужого, хотел, чтобы последний выбирался из груди Кейна с помощью маленьких рук, но его идею отклонили.
    • Для создания тонкого слоя тумана, который покрывает яйца чужих, была использована дымовая установка, позаимствованная у группы «The Who».
    • На пост режиссера рассматривались кандидатуры Роберта Олдрича, Питера Йэтса, Джека Клейтона, Дэна О’Бэннона и Уолтера Хилла.
    • Внутренности яиц чужих, которые рассматривает Кейн, содержали настоящие органические элементы. В их дизайне были использованы сердца и желудки коров. Хвост фэйсхаггера — овечьи кишки.
    • Билл Патерсон мог исполнить одну из ролей в фильме.
    • Желая узнать женское мнение о Сигурни Уивер в роли Рипли, Ридли Скотт показал её пробы нескольким женщинам из производственного отдела, которые положительно отозвались о её игре.
    • По словам Ридли Скотта, вдохновением для съёмок фильма ему послужили «Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» (1977) и «2001 год: Космическая одиссея» (1968) за изображение космоса, и «Техасская резня бензопилой» (1974) за атмосферу страха.
    • Упомянутая в фильме звездная система Zeta-2 Reticuli реально существует. Это двойная звезда, на расстоянии 39 световых лет от Земли.
    • В новеллизации Алана Дина Фостера андроид Эш посоветовал попытаться наладить контакт с Чужим, но отказался сообщать. Вопрос в том, пытался ли он сам это сделать.
    • Американский журнал «Entertaiment Weekly» поставил Эша на 4 место среди самых любимых роботов нации.
    • Эш возглавляет список из семи любимых персонажей фильмов ужасов американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Джосса Уидона.
    • Единственная работа Боладжи Бадеджо.
    • В этом фильме Чужого играет нигериец Боладжи Бадеджо, студент и дизайнер, который был обнаружен в баре одним из членов съёмочной группы, который привел его к Ридли Скотту. Скотт считал, что Бадеджо с его ростом 218 см, сможет сыграть Чужого, так как его руки и ноги казались неестественно длинными, создавалась иллюзия того, что под костюмом не мог быть человек. Каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скаммелл также изображали Чужого в ряде сцен.
    • Аниматронную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди, прославившийся благодаря фильму «Кинг-Конг» (1976).
    • У съёмочной группы не было возможности построить декорации мостика инопланетного корабля в натуральную величину. Чтобы создать впечатление гигантских пространств, в этих сценах были задействованы дети Ридли Скотта.
    • Для создания маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
    • «Лицехват» и яйцо чужого Г. Р. Гигер собрал из бараньих и коровьих внутренностей, моллюсков и костей рыб.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Для того чтобы снять сцену гибели Паркера, была сделана специальная резиновая голова Яфета Котто, набитая свинячьими мозгами. Лоб был сделан из воска, для того чтобы зубы чужого могли с легкостью его пробить.
    • Гибель робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, а когда голова робота повисла рядом с телом, он, двигая руками, бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе и разговаривает, планировалось использовать аниматронную голову, но та выглядела очень неестественно и поэтому в столе проделали дыру, через которую актёр Иэн Холм просунул свою настоящую голову; в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое начинало вытекать у актёра изо рта, когда он начинал говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока, которое было у андроида вместо крови.
    • Сцены, которые не вошли в прокатную версию, но были в режиссёрской версии:
      • В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн буксира.
      • После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшей туда Ламберт. Ламберт в кадре не показывается и ничего не говорит, в сценарии Кейн здоровается с подошедшими туда поочерёдно остальными членами команды.
      • Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал и узнаёт, с какой планеты он исходит.
      • Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля и кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему.
      • Даллас, Кейн и Ламберт находят труп пилота-инопланетянина.
      • Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель.
      • Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо».
      • Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя отказывалась впускать выходивших на поверхность планеты в корабль.
      • Рипли спрашивает Ламберт, что случилось с Кейном. Ламберт пересказывает слова Кейна о яйцах Чужих в трюме инопланетного корабля.
      • Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна.
      • Разговор между Паркером и Брэттом в одном из подсобных отсеков во время ремонта.
      • Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брэтт уходят делать электрошокер.
      • Постельная сцена между Рипли и Далласом.
      • Сцена смерти Брэтта в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брэтта хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal».
      • У сцены смерти Брэтта был альтернативный вариант: рычащий Чужой сдавливает лапами его голову, из которой хлещет кровь.
      • После того, как Чужой утаскивает Брэтта, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь.
      • Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшем.
      • Длинная сцена, где команда пробует заманить Чужого в шлюз и выбросить в космос, но затея срывается, поскольку неожиданно включается сигнал аварийной тревоги и Чужой сбегает. У Рипли появляется подозрение, что сигнал включил Эш.
      • Ламберт вызывает по передатчику Эша.
      • Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Брэттом и сжигает ещё живого Далласа и остальные следы деятельности Чужого струёй из огнемёта.
      • Перед смертью Паркер кричит Чужому: «Я убью тебя, урод!»
      Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:
      • Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером.
      • Сцена исследования корабля Космических жокеев.
      • Разговор Рипли с Далласом об Эше.
      • Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого, но не получает никакого ответа.
      • Первоначальные поиски Чужого.
      • Поиски Чужого в вентиляции.
      • Получение Рипли доступа к «Матери».
      • Подготовка Эша к допросу.
      • Вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.
    • еще 91 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Длина «Ностромо» составляет 800 футов (примерно 245 метров), в то время как он транспортирует груз длиной в полторы мили (примерно 2,4 километра).

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Эта действительно страшная лента может показаться обманчиво простой. Сценарист Дэн О’Бэннон (ранее сотрудничал на малобюджетных картинах Джона Карпентера и, по сути, успел высмеять схожий сюжет в его «Тёмной звезде») при создании истории про внеземное существо, обладающее способностью постоянно менять форму и регенерироваться, вдохновлялся фантастическим фильмом «Оно! Ужас из другого пространства» (1958) из серии В. И многие зрители действительно принимают ленту британского режиссёра Ридли Скотта за очередной опус с немыслимыми ужасами, к тому же снятый с постановочным размахом, необычными спецэффектами (премия «Оскар») и пугающей атмосферой действия. В момент своего появления на экранах кинотеатров «Чужой» производил даже шоковое впечатление, тем более что при коллективном восприятии может возникнуть ситуация массового психоза. Не случайно, что данный фильм пользовался большим успехом в американском прокате, собрав свыше $80 млн. и заняв 31-е место по итогам 70-х годов, оказавшись самым кассовым среди страшных космических кинопроизведений. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 27701 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Просматривая в очередной раз «Чужие» («Чужой» 2), я понял, что Кэмерон, со своей любовью к эпическому размаху с не достаточным пиететом отнёсся к величайшему монстру голливудского бестиария. Поэтому смотрим «Чужого» Ридли Скотта.

    Кинематограф, как это не парадоксально — не лжёт, чтобы там ни говорил Брайан де Пальма на счёт «обмана 24 кадра в секунду». В 1979 году западный зритель, вслед за тягучей, густой и зловещей киномистерией Ридли вступил в архаическую эру отношений с космосом, в ту эру, когда люди боятся мира, который находится за границей ойкумены и населяют его в своём воображении страшными хтоническими (здесь: космическими) чудовищами. Может поэтому, многие программы НАСА сворачивают? Говорят, что денег жалко, но вот утих базар вокруг сети, мало того, что не прикрыли, так ещё и модернизировали. Так что дело не в деньгах и не только в науке и её слабостях, дело в представлениях. Перед тем как приступить к освоению (culturare) новой территории, любого нового пространства, сначала необходимо сразиться и победить монстра, который является персонификатором и хозяином этого пространства. А для этого нужен Геракл, способный придушить Гидру. Сигурни Уивер например. Однако же по порядку.

    Что же произошло? Почему в 1979 году человечество встретило в космосе не красивые розово-голубые планеты с мыслящими океанами, не высших разумных существ с высокоразвитой цивилизацией, не Бога, не разгадку устройства Вселенной, а жестокое чудовище, идеальную биологическую машину для убийств? Почему этот космический экстаз, эта американо-советская битва за новые вертикальные горизонты, эти великие светлые помыслы о заселении Луны, о нахождении жизни на Марсе, на Венере вдруг стали регрессировать, а космическая фантастика съехала в печальный декаданс?

    В 1968 году вышла знаменитая «Космическая одиссея 2001» С. Кубрика, поставленная по одноимённому роману мечтательного А. Кларка. Этот фильм отражал модные тенденции космической эры, заключающиеся в трансцендентных устремлениях человеческого познания, пытающегося превзойти самое себя при помощи науки и техники. Этот кубриковский симбиоз спецвизуализма и всеобщего гносеологического идеализма был красивой, как танец дервиша киноигровой теорией, которая в конце 70-х попала в алхимические колбы Скотта и практически воплотилась в «Чужом». Из пятого измерения «Одиссеи…» мы вернулись в родное четвёртое «Чужого», из радужной абстракции в мрачную конкретику, от широких стратегий к коридорной тактике. Впали в бесповоротный упадок, который заметен даже на поверхностях.

    Например, дизайн космических станций и кораблей в «Одиссее…» не отходил далеко от научных реалий того времени, он соответствовал романскому стилю западного средневековья, или даже древнегреческому архитектурному ордеру (светлые, монолитные, округлые формы), тягач «Ностромо» отходит от этой традиции, он знаменует собой торжество законченного готического стиля (тёмные, угловатые, шпилеобразные формы). В центробежной станции Кубрика есть что-то тёплое, домашнее, продолжающее голубой шар Земли, в мрачном рудовозе Скотта чувствуется оторванность, глубина, его затягивает тёмная бездна. Неизведанные дали требует адекватных кораблей.

    Если учёные-космонавты «Одиссеи…» бороздят космические просторы как атеисты религию, то в «Чужом» мы встречаем уже не учёных, а обычных дальнобойщиков — пилотов и механиков, которые далеки от научных интересов и предпочитают не отклонятся от курса. Они суеверно побаиваются неизведанного и интуитивно предчувствуют беду. Если Кубрик рассчитывает на сознание, то Ридли играет на архетипах. Первый зовёт к красоте, второй призывает к страху. Луч научного идеализма меркнет во мраке планеты Чужих. На самом деле, там, далеко в тёмном космосе притаился монстр, от которого не следует ожидать ничего хорошего.

    Такое одичание отражает перекликающееся с приближающимся концом гонки вооружений, всеобщее затухание космического энтузиазма, как предсказывал писатель-фантаст М. Крайтон — «люди совершат полёт на Луну, а потом утратят к ней интерес». С. Лемм уже в 1959-60 году (до полёта Гагарина) пишет печальный «Солярис», где герой апатично просматривает бесконечные исследования по соляристике, которые никуда не продвинулись и ни к чему не привели, и общается с материальными образами своей травмированной памяти. Повесть дышит непреодолимым пессимизмом, потерей веры в познание, рассказывается монотонно, пронизывает обречённостью и заброшенностью. Лемм предсказал тупик космологии. Так и есть. Без революции в научной методологии, НАСА обречено на качественные уточнения, апгрейд и количественное наращивание. Именно поэтому корабль в «Чужом» становится готичным и тяжеловесным, различные краны и погрузчики с логической точки зрения — лишними, оружие громоздким и неоправданным, одним словом, фантастический реализм трансформируется в стальной сюрреализм. Астрофизики в это время балансируют на грани безумных теорий и пугающих предположений, в которых вселенная всё больше расширяется, углубляется, увеличивает число измерений, всё больше грозит гамма-всплесками, чёрными дырами и т. н. «тёмной силой», которая скрывается даже под столом за которым мы сидим. Космос начинает ужасать, при чём не сам по себе, а представлениями о нём, которые множатся в результате методологического тупика. И киномифология занимает здесь одно из ведущих мест.

    Сценарист О’Бэннон, художник Гигер и режиссёр Скотт создают отражающий научный кризис миф о чудовище — Чужом (Ксеноморфе), который подстерегает человека в одном из бесконечных закоулков вселенной, в одном из секторов паутины теорий. Монстр — чужой, планета на которой он обитает — чужая, космос, где находится эта планета — тоже чужой. То, что экипаж знал о космосе, оказалось недостаточным и непригодным, и теперь ему на ощупь предстоит сразиться с чем-то доисторическим, докультурным, дотеоретическим. Такое существо невозможно победить с помощью науки и техники, символом которых является, например огнестрельное, или лазерное оружие, архаическое можно уничтожить только архаическим — придавить, раздавить, сжечь, проткнуть, перекрутить (если мы присмотримся, то увидим, что Голливуд только так и разбирался со своими монстрами). Именно поэтому на корабле не предусмотрено оружие. В своём сиквеле Кэмерон нарушил этот закон, что привело к выходу на сцену ещё более ужасного и смертоносного Чужого — матери-королевы, с которой Рипли снова пришлось бороться архаическим способом.

    Киномиф Скотта является про-регрессом — типом прогресса, который возвращает человека на уже пройденные этапы в новом оснащении, т. е. возвращает в архаический мир тёмного средневековья со всеми результатами научно-технического прогресса. Другими словами фильм «Чужой» является водоразделом между умирающей эпохой фантастики и нарождающейся эрой фэнтези. Этот переход можно сравнить с концом античного мира с его развитой философией и сменяющими его варварскими королевствами с их верой в чудовищ, которые обитают в дремучих лесах и смрадных болотах.

    «Чужой» — шедевр талантливого и скрупулёзного режиссёра Ридли Скотта. Глубокая картина, сочетающая в себе отшумевшие отголоски размеренного, вальсирующего реализма «Одиссеи…» и уверенные звуки фаталистичного, саспенсного иррационализма новой фантастики, прекрасно переданного постимпрессионистической музыкой Джерри Голдсмита. Эпохальный, тяжёлый, многогранный, символичный фильм, один из самых уникальных за всю историю кинематографа.

    10 из 10

    14 марта 2010 | 20:44

    Согласно классификации короля страха — Стивена Кинга (с которой я не могу не согласиться) все фильмы, относящиеся к жанру ужасов условно делятся на два типа. К первому относятся те, что вызывают страх на чисто физиологическом уровне — обилием расчлененки, крови, кишок и трупов (нередко также производят рвотный рефлекс). Часто они играют на наших фобиях — боязни пауков, ос, змей… высоты, темноты, пустоты и т. д. Второй тип — истинный ужас, рождающийся из глубин подсознания. Его появление сложно заметить и тем более описать. Его особенность заключается в том, что он не имеет объекта как такового (и даже его отсутствия — такого как пустоты или темноты). Подобно личинке чужого, он существует внутри нас до тех пор, пока не пробудится и не разорвет нас на части.

    Чужой, конечно, является этапным, переломным фильмом для развития жанра ужасов в кинематографе. До него одним из самых знаменитых и страшных фильмов было «Вторжение похитителей тел». В нем повествовалось о пришельцах, носящих наши тела как костюмы. И самый ужас заключался в том, что отличить нормального человека от врага не представлялось возможным (в СССР фильм точно бы произвел фурор). После чужого стали склоняться к разработке зла в обезличенной, природной форме. Некое «ОНО», появляющееся из ниоткуда — не ведающее ни страха, ни сомнения, ни боли — шокировало зрителей и породило целую плеяду различных существ, каждое из которых становилось культовым (от Нечто до Терминатора). Для нас эта тема может показаться заезженной, ибо Чужой породил немыслимое количество эпигонов, отбивающих всякий вкус к научной фантастике. Но оригинал узнается сразу.

    Немалую роль в фильме сыграла атмосфера бесконечного, пустого, холодного, космического пространства. Посреди вселенской тишины одиноко дрейфует корабль, перевозящий 20 миллионов тонн сырья, управляемый командой из семи человек. На своем пути, они слышат сигнал о помощи и спешат к его источнику. В результате спасательной экспедиции, на корабль «зайцем» проникает «безбилетный пассажир», который одного за другим уничтожает членов команды.

    Сцена схватки лейтенанта Рипли (всего лишь человека, а тем более женщины) с органической формой жизни, намного опередившей в развитии homo sapiens (более совершенной, более стойкой, более кровожадной) посреди молчаливого космического пространства, простирающегося пустотой во все стороны на многие световые года, принесла Сигурни Уивер звездную славу и всеобщее признание (не она ли также помогла «выбиться в люди» Д. Кэмерону, скопировавшему ее в своем «Терминаторе»?).

    Особого упоминания заслуживают спецэффекты. Мне чрезвычайно нравится наблюдать работу лучших специалистов в этой области — дизайнеров, художников, костюмеров. Сравнивая оболочку чужого, на который было затрачено огромное количество времени и сил, и какого-нибудь компьютерного монстра, родившегося от конвульсивных подергиваний мышки, мне становится обидно за всех талантливых людей (умевших из коровьих кишок создать настоящее космическое чудовище из соседней галактики), которые в связи с развитием технологий оказались не у дел.

    Меня удивляет то, что данная тема до сих пор не исчерпала себя и все также интересует и будоражит сознание зрителей. Не так давно режиссер Д. Туи, умело обыграв ее, породил на свет очередного культового персонажа — Риддика, а сам приобрел всемирную известность. Времена меняются — ушли те, кто боялся «Похитителей тел», кто замирал от страха перед «Чужим», кто наблюдал за сражением Риддика и инопланетных монстров, вылезающих из «Черной дыры». Все проходит. Кроме страха.

    16 сентября 2013 | 21:10

    «Чужой» — научно — фантастический фильм от малоизвестного на то время Ридли Скотта, который изменил представление про фантастику и хоррор в целом.

    «Ностромо» — корабль который оказался не в то время не в том месте, откликнувшись на радиосигнал, о том что на планете нужна помощь. Эллен Рипли — персонаж над которым и крутиться весь сюжет фильма, сильная, боевая женщина, которая может постоять за себя в любую минуту, дать бой любой космической твари. Женщина которая всех предупреждала, была права, что то есть на корабле и оно ужасное. Экипаж который состоит из 7 человек все таки принял на борт «Звёздную тварь», погостить у них.

    Что могу сказать о сюжете, для меня лично это хоррор, потому что ужасных сцен я в фильме не увидел, ну кроме появления самого «Чужого», и неожиданный поворот с научным офицером Эшем. Сюжет интересен и держит в напряжении весь фильм, и неожиданных поворотов будет достаточно, для удовольствия при просмотре.

    Актеры хороши, Сигурни Уивер талантливая актриса исполнила роль замечательно. Хорошо запомнился и Иэн Холм, исполнивший роль офицера Эша.

    Очень понравилась атмосфера фильма, таинственная, мрачная, опустевшая, сделано все эффектно и со вкусом. Ридли Скотт показал новый мир, новую страшную вселенную, которая полюбилась многим, в этом он мастер создавать миры которые удивляют.

    Пересматривать «Чужого» нужно много много раз, это классика которая будет жить вечно.

    10 из 10

    30 июня 2012 | 23:56

    Когда я слышу от любителя фантастики, что он не видел «Чужого», я с трудом удерживаюсь от того, чтобы не покрутить пальцем у виска. Как можно?! Ведь не знать «Чужого» для поклонника фантастического жанра — в лучшем случае, недостойно.

    Этот фильм действительно классика жанра. Снятый, как мне кажется, на стыке двух эпох. В самом-самом преддверии новой эры кино, которое так скоро уже начнет эксплуатировать компьютерную графику и делать ставку на внешний антураж картины, нежели на ее смысловую и сюжетную нагрузку, новаторские решения и дух поиска и эксперимента. «Чужой» — фильм из той счастливой эпохи, когда фантастические ужасы уже не выглядели смешно и еще не стали безвкусной жвачкой для страдающих размягчением мозга кинопотребителей.

    Многие (и на этом сайте тоже) жалуются на долгую продолжительность фильма, на затянутость сцен и вялость повествования. А ведь это в подобной картине если не самое главное, то, по крайней мере, одна из основ, незаменимых составляющих настоящего космического триллера, тем более, такого уровня… классического… Так же это еще и проверка, экзамен зрителю, дающий понять, осилит ли он действительно самодостаточную кинокартину в 120 минут, без новомодных монтажных скачков и молниеносных смен кадра по 20 раз в минуту? Сможет ли усидеть, проникнуться духом картины, а не просто, не жуя проглотить ее, как это делается с фильмами сейчас.

    Если угодно, «Чужой» — элита кинофантастики. Да, это триллер, да, это ужасы, да, это фантастика — профанные, как скажут некоторые высоколобые «ценители» кино, жанры, но они ошибутся. Потому что «Чужой» — это фильм из все той же эпохи, когда на кино не навешивали ярлыков, когда фильмы снимались во многом из-за идеи, когда эти идеи действительно могли вдохновить и увлечь.

    «Чужой» — это интеллектуальный фантастический триллер, классического покроя, посмотреть который (и далеко не раз — смакуя и анализируя) необходимо каждому, кто называет себя поклонником фантастики.

    27 июня 2011 | 10:42

    Поверить трудно, а ведь уже больше 30 лет как вышел этот замечательный фильм. Ридли Скотт снял действительно очень зрелищное, страшное и необычное кино, помню в детстве я боялся смотреть этот фильм, он действительно захватывает с первых минут. Многим может показаться, что главным действующим лицом в картине является Сигурни Уивер, которая во многом прославилась благодаря этому фильму, а её персонаж лейтенат Рипли очень многим киноманам полюбился, но я считаю главное лицо- это конечно чужой, который был очень загадочным персонажем, в первой части этого шедевра мы много о нём не знали, поскольку история чужих не была рассказана глубоко, поэтому наверно и был такой эффект, ведь всегда опаснего всего тот монстр о котором мало что знаешь.

    Чужой сам по себе выглядит очень устрашающе, он наверно единственный инопланетянин у которого нет глаз, но этому ему совершенно не мешает, поскольку видит он всё, его крики мне всегда приходились по вкусу, хотя пищит он смешно.

    Некоторые люди критиковали эту картину, что она нудная и неинтересно её смотреть, к счастью таких людей не очень много. Хоть фильм и идёт достаточно долго, но я считаю, что ни в один момент не было скучно, да экшена не так много как скажем, во второй части, но фильм нравится своей атмосферой, своим напряжением, когда не ожидаешь, что будет дальше, а для 1979 года- это было большим успехом.

    Чужой оставил большой след в Голливуде, я думаю это один из лучших фильмов про инопланетян, если не самый лучший.

    Если говорить о сценарии, то он был написан очень грамотно и интересно, по сюжету космический корабль получает сигнал SOS с неизвестной планеты, но после того как команда с этого космического корабля туда прилетает, то им приходится столкнуться с испытанием в лице Чужого.

    Если говорить об актёрах, то и помимо Сигурни есть на кого посмотреть, все люди игравшие в этой картине полностью справились со своими ролями, трудно кого-то выделить, понравились абсолютно все.

    Чужой также привлёк меня тем, что может принимать разные формы своего облика.

    Фильм на все времена- один из лучших фильмов 20 века.

    Шедевр.

    Кино в моём сердце навсегда.

    Чужой Форева.

    Итог 10 из 10

    P.S. С нетерпением жду приквела Чужого, уверен Ридли снимет достойно и фанатам приквел понравится.

    18 июля 2010 | 08:53

    Чего это я, собственно, взялась смотреть «Чужого»? Историю надо знать, как говорится. А поэтому сегодня мы с вами посетим музей кинофантастики образца 79-го года. Прошу надеть бахилы и не следить своей современной предвзятостью и разборчивостью в спецэффектах.

    Итак, экспонат номер один, сержант Рипли. Культовая личность, чьё появление на экранах ознаменовало начало феминистического движения. Внешность приятная, телосложение худощавое, причёска по тем временам модная. Сильная женщина в мужском трико, которая и Чужого на скаку остановит, и в горящий отсек войдёт и переживёт всех своих незадачливых коллег вместе взятых.

    Голос из толпы. А ничего, что она ведёт себя, как блондинка? Сама же изначально нарушила протокол!.. И ещё эта дурацкая сцена в конце, когда без кота и жизнь не та, и лучше сдохнуть, чем оставить Рыжика на растерзание инопланетной твари…

    Экспонат номер два, Чужой. Баба-Яга современного кинематографа, коим не устают пугать неопытного зрителя и начинающего режиссёра. Жизненная форма неизвестного происхождения, в жилах у которой серная кислота, на голове панцирь, а во рту много-много клацающих зубов. На экране появляется словно исподтишка, предпочитает прятаться в углу, спать в сетевых проводах и вгонять в панику своим незримым присутствием.

    Голос из толпы. При помощи палки и рыболовной сети даже кота не поймаешь, а что говорить о монстре…

    Экспонат номер три, спецэффекты. Настоящий прорыв того времени, веха в истории кино, атмосферное и аутентичное зрелище. Людей выносили из залов вперёд ногами, прокатный рейтинг установили +100500, художников наградили золотыми статуэтками.

    Голос из толпы. Любопытно и местами почти реально, только вот компьютеры на корабле обладают функционалом калькулятора и внешним видом чёрно-белого телевизора…

    Экспонат номер четыре, саспенс. Мастерское нагнетание атмосферы, неспешное повествование вызывает у зрителя те самые мурашки, а под конец вгоняет в экзистенциальный ужас. Многие критики утверждают, что фильм намного глубже, чем кажется, и что человечеству стоит задуматься о…

    Голос из толпы. А я отлично выспался!..

    Дорогие мои детишечки, зубоскалить будете дома. Кому неинтересно, что будет дальше, идите смотреть «Прометея».

    6 из 10

    12 сентября 2012 | 20:28

    Я не люблю ужастики: только помню, что в детстве — я почему-то засматривалась фильмами про Зубастиков. Но повзрослев, я стала очень пугливой и теперь просто боюсь смотреть фильмы ужасов. Но из-за широкой рекламы Прометея, я наконец решилась посмотреть: начать решила с самого первого фильма Чужой… До сих пор вспоминать страшно…

    Это недалекое будущее: полеты в космос — уже реальность и работа для жителей Земли. На Землю летит космический корабль Ностромо с грузом руды. Экипаж, 7 человек, на время полета — погружен в анабиоз. Внезапно, бортовой компьютер прерывает рейс в неизвестной точке и будит команду. Они получают сигнал бедствия с планетоида и решают высадиться и проверить. На планетоиде, именуемом LV-426, член экипажа Кейн обнаруживает странные яйца одно, из которых раскрывается и… странное существо присасывается к его лицу! Оставшийся экипаж, под руководством офицера Элен Рипли становятся свидетелями того, как из груди Кейна вырывается агрессивное существо и прячется на корабле. Команда должна его изловить и уничтожить, но существо — быстро растет, как и его агрессия, ненависть и жажда убивать…

    Уверена, что многие скажут: чего тут бояться? Там же всего 5-6 страшных сцен! Но представьте себе — смотреть это поздно вечером, одной в доме… Да, я признаю, что пугаться там по идее не надо, но сама атмосфера фильма заставляла меня смотреть сквозь пальцы: Ридли Скотт великолепно, не спорю, использует эффект приближающегося ужаса — эти тихие и напряженные сцены перед нападением и ужас команды передается и мне…

    В фильме всего 7 главных героев, на считая Чужого и голоса компьютера. Это Кейн(Джон Хёрт), Эш(Иэн Холм), Даллас(Том Скерритт), Паркер(Яфет Котто), Ламберт(Вероника Картрайт) и Брэтт(Гарри Дин Стэнтон), чьим лидером я бы все-таки назвала Элен Рипли, несмотря на то что она не капитан. Сыгранная актрисой Сигурни Уивер, Рипли — стала одной из самых известных женщин в кинематографе и образцом сильной, уверенной, справедливой и практически бесстрашной женщины. Лишь она трезво мыслит в ситуации, показывает характер и способности лидера в такой сложной ситуации и готова на все, чтобы помочь выжить себе и команде. Также было просто огромное удовольствие наблюдать еще молодых мэтров синематографа Джона Хёрта и Иена Холма!

    Можете называть меня слабой и пугливой трусихой и Вы будите правы. Чужой — это тихий ужас, который был в глубоком космосе и может случиться так, что о нем никто не узнает. После просмотра, мне стали казаться Чужие повсюду — я еле смогла досмотреть фильм, так я боялась… Но многие мои знакомые очень ценят первое творение Ридли Скотта, что породило множество продолжений. Может я все-таки решусь посмотреть Чужих Джеймса Кемерона? Ведь Оскары выигрывали, а это говорит о многом…

    17 ноября 2012 | 20:06

    Добрался таки до этого фильма, который долго порывался посмотреть. В принципе, фильм оставил приятное впечатление, но мне не очень понравился сам сюжет фильма.

    Нет, я не говорю, что фильм скучный, нудный, минимум ужаса, максимум затяжных планов с обычным показом корабля — об этом фильме это явно нельзя сказать. Но вот сам сюжет оставляет желать лучшего. Такие же сюжеты можно было легко встретить в дешевых фильмах ужасов 50-х годов, в дешевом бульварном чтиве. Да и сама идея враждебности космоса не нова, даже на тот период. Но на фоне всколыхнувших в то время «Звездных войн» этот фильм представляет собой совершенно иную картину. В фильме Лукаса космос — это пространство, с помощью которого герои путешествуют и познают яркий и красочный мир. В фильме же Скотта космос — это место, которое люди освоили и которое им в тягость. Космос уже стал неким продолжением Земли, а для астронавтов с «Астромо» — это место работы, и они думают не о научных исследованиях, а о том, заплатят ли им жалование или нет. Т. е. космос уже не представляется таким таинственным и загадочным, коим он считается и поныне. В этой картине люди уже привыкли и смирились с космосом, но, как оказалось, в космосе, как и на Земле, еще есть неизведанные места и это обстоятельство, что неизвестные существа с другой планеты атакуют корабль «вершин эволюции», которые себя считают владыками небес — и пугает больше всего. Может быть идеей это картины было то, что люди сильно зазнались и сильно переоценили свои возможности и эта мания величия и ведет к беде. А если бы этих монстров было больше — справились бы люди с ними, или же это был бы конец человеческой расе?

    Факт, что такое жанровое кино, которое вроде бы начинается обычно и непривлекательно, дает задуматься над этим, уже радует. Не часто встретишь такой фильм и те, кто за простеньким сценарием не разглядел этой идеи, много потеряли, так что, главное задуматься после любого фильма — а о чем же он?

    Наверняка, я, как обычно, поздно посмотрел фильм, который «видели все», но я рад, что я все таки посмотрел. О развязке и концовке говорить не буду, кроме того, что они шикарны. О том, что Сигурни Уивер блистательно исполнила свою роль, которая явно была рассчитана на мужика, и так все знают. Порадовал Иен Холм, чья специализация роли второго плана, тоже очень порадовал. Конечно, его роль больше запоминается благодаря сценаристам, но и он тоже приложил свою руку.

    Не скажу, что шедевр, но то, что кино блистательное — это точно!

    8 из 10

    2 марта 2010 | 19:09

    1979 год. ООН объявляет этот год «Международным годом ребенка», в пустыне Сахара в течение 30 минут идет снег, а в СССР снимают культовые «Место встречи изменить нельзя» и «Москва слезам не верит». В это же время в Северной Америке выходит в прокат фильм с интригующим названием «Чужой». Жанр — научно-фантастический фильм ужасов. Снял сие малоизвестный на тот момент режиссер Ридли Скотт. Впоследствии картина получила немало престижных наград (правда, в первую очередь эти призы вручались «Чужому» за визуальные решения).

    Собственно фильм. Можно, в принципе, провести параллели с фантастикой Джона Карпентера под вывеской «Нечто». Космический корабль, инопланетная цивилизация и недюжий психологизм роднят эти работы. Единственное, арктическая резня не обросла в будущем сиквелами, в отличие от сами знаете кого. Кстати, насколько я знаю, первоначально Скотт собирался сделать другой финал, гораздо более мрачный, в котором монстр убивает Рипли. Но то ли студия была против, то ли что-то еще помешало режиссеру. Короче, имеем то, что имеем. Но если бы главная героиня умерла, вряд ли мы бы увидели продолжение эпопеи (по крайней мере в том виде, в каком мы это самое продолжение знаем).

    Мои впечатления. Хочу сказать, кино-то совсем не о пришельце, на самом деле (несмотря на название, кислоту и коконы). Кино о людях. Инопланетный гость довольно редко появляется в кадре, первый план отдан экипажу «Ностромо». Психологизм — мой конек, Ватсон. Умение выживать в экстремальных условиях, внутренняя устойчивость, попытка остаться человеком в схватке с нечеловеческими ужасом и отвращением. Притом ужасом весьма осязаемым, надо заметить. Плюс клаустрофобия (отсеки корабля ведь не такие уж большие, вы не забыли?). Это и является лейтмотивом фильма. Этим давящим психологизмом работа Скотта и отличается от «Чужих» Кэмерона, который вывел на передний край именно ксеноморфов, отчего часть атмосферы сиквела улетучилась. Первую же часть можно даже назвать камерной (или медитативной, наличие больших планов и космических пейзажей этому способствует в полной мере). Замкнутое пространство, небольшая группка смертельно напуганных людей и «ужас, летящий на крыльях ночи».

    Пара слов о сюжете. Да, он не слишком оригинален и не раз нечто похожее мы видели в других лентах. Но как он подан! Буквально нутром чувствуешь нарастающее с каждой минутой напряжение, будто это ты лезешь в шахту с хлипким огнеметом в руках, а не бородач Даллас. И капельки пота текут по твоему лицу… И, конечно, атмосфера. Без нее, этой невидимой субстанции, любой фильм — не фильм, а набор бессмысленных кадров-планов.

    Да, и не могу не отметить великолепную работу швейцарского художника Гигера, ответственного за внешний облик того самого Чужого. Это нечто! И, само собой, молодая Сигурни Уивер замечательно справилась с ролью. Я в нее просто влюбился после этого фильма. Также нельзя забывать о Томе Скерритте, отлично сыгравшего колоритного капитана корабля Далласа.

    Классика, классика и еще раз классика. Фантастика, какой ее хотелось бы видеть. Не смотреть — нельзя. Высший балл. Ибо заслужили.

    10 из 10

    14 августа 2011 | 01:53

    70-е годы ХХ столетия были ознаменованы многими крупными проектами в кинематографии. И большинство из них были сделаны под влиянием новой моды на космическую фантастику. Одним из таких проектов стала картина `Чужой`, вышедшая в свет в 1979 году под началом режиссера Ридли Скотта, который не применул воспользоваться популярностью данного жанра.

    Фильм с тех пор увидело не один десяток миллионов человек, заметная часть которых назвала фильм одним из лучших фантастических фильмов ужасов. Действительно есть чему ужасаться, ведь фильм подарил одно из самых известных и заметных чудовищ в мире кино, которое спустя вот уже тридцать лет попрежнему используется в самых различных продолжениях фильма.

    С технической точки зрения `чужой` не представлял из себя ничего конструктивно сложного, однако на экране смотрится убедительно и пугающе, на что ставка и делалась — приблизить чудовище максимально к реальному. Декорации и спецэффекты выполнены с успешностью, создавая прекрасный видеоряд космического пространства, корабля и его внутренностей. Хотя сейчас вид изнутри космического корабля выглядит неестественным и вызывающим подозрения, все же это не сглаживает впечатлений от фильма.

    Мастерски были сделаны ходы и выпады по части неожиданных моментов и развязок фильма — добавляло остроты и напряженности. К тому же постоянно пилящая слух музыка довольно сильно угнетала обстановку, приукрашая происходящие на экране действия. Так что жанр `триллер` так же имеет место быть.

    Стоит так же отметить роль Сигурни Уивер, которая хорошо держалась в объективе камеры, завоевывая и притягивая к себе внимание. Каждый знаменитый актер или актриса имеют за плечами какой-нибудь фильм, который дал толчок их актерской карьере. Таким фильмом для Уивер и стал `Чужой`, хотя стоит отдать актрисе должное — благодаря своему шарму она стала одним из самых многообещающих новичков кино.

    9 из 10

    7 декабря 2009 | 05:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ЧужойAlien1979
    2 ЧужиеAliens1986
    3 ХищникPredator1987
    4 Хищник 2Predator 21990
    5 Чужой 3Alien³1992
    6 Чужой 4: ВоскрешениеAlien: Resurrection1997
    7 Чужой против ХищникаAVP: Alien vs. Predator2004
    8 Чужие против Хищника: Реквие...AVPR: Aliens vs Predator - Requiem2007
    9 ХищникиPredators2010
    10 ХищникPredator
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 657 руб.
    Blu-Ray, 1799 руб.
    подробнее

    Новости


    Три продолжения фильма «Аватар» не пройдут мимо Сигурни Уивер. Мы уже писали об участии актрисы в проектах Джеймса Кэмерона, но только на этой неделе Уивер была утверждена официально. В последнее время Сигурни часто общается с прессой и рассказывает о «Чужом» и новых «Охотниках за привидениями». (...)
     
    все новости

    Интервью


    «Чужие» Джеймса Кэмерона или «Бегущий по лезвию», над которым работал Сид Мид, — эти фильмы уносят зрителя совершенно в другие миры с помощью ярких визуальных решений. С возрастом я понял, что с помощью различных приемов в этом жанре можно под другим углом смотреть на многие темы, которые интересны мне и другим людям. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    25 мая научно-фантастическому триллеру Ридли Скотта «Чужой» исполняется 35 лет. КиноПоиск вспоминает, как снималась одна из важнейших работ жанра, чем вдохновлялся легендарный художник Ганс Рудольф Гигер при создании монстров и каким образом ленте помогли «Звездные войны» и несостоявшаяся постановка «Дюны» Алехандро Ходоровского(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Представляем интервью с Шарлиз Терон, приуроченное к DVD-релизу фильма «Прометей». Актриса рассказала о своей героине и о том, чем её привлек этот проект. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    130.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры8.208
    131.Танцующий с волкамиDances with Wolves8.208
    132.Славные парниGoodfellas8.207
    133.БлефBluff storia di truffe e di imbroglioni8.206
    134.Один домаHome Alone8.205
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.94.10%
    17.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.09%
    18.Багровый пикCrimson Peak94.03%
    19.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner93.87%
    20.МакабрMortdecai93.84%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    СкарлеттScarlett43
    Поддубный20
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes40
    Я плюю на ваши могилы 2I Spit on Your Grave 252
    ЭкспатErased11
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.562
    Поддубный7.677
    ПревосходствоTranscendence6.585
    Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return5.266
    Миллион способов потерять головуA Million Ways to Die in the West6.181
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ГераклHercules24.07
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры