всё о любом фильме:

Жизнь прекрасна

La Vita è bella
год
страна
слоган«An unforgettable fable that proves love, family and imagination conquer all»
режиссерРоберто Бениньи
сценарийВинченцо Черами, Роберто Бениньи
продюсерДжанлуиджи Браски, Эльда Ферри, Марио Котоне, ...
операторТонино Делли Колли
композиторНикола Пьовани
художникДанило Донати, Луиджи Урбани
монтажСимона Паджи
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$230 000
зрители
США  11.5 млн,    Италия  5.73 млн,    Франция  4.61 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время116 мин. / 01:56
Номинации (4):
Во время II Мировой войны в Италии в концлагерь были отправлены евреи, отец и его маленький сын. Жена, итальянка, добровольно последовала вслед за ними. В лагере отец сказал сыну, что все происходящее вокруг является очень большой игрой за приз в настоящий танк, который достанется тому мальчику, который сможет не попасться на глаза надзирателям. Он сделал все, чтобы сын поверил в игру и остался жив, прячась в бараке.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.60 (297 494)
Рейтинг кинокритиков
в мире
80%
69 + 17 = 86
7.6
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Частично съёмки фильма проходили в Ареццо, на родине режиссера.
    • Роберто Бениньи играет в этом фильме со своей настоящей женой Николеттой Браски, сыгравшей Дору.
    • По словам режиссёра, название фильма взято из «Завещания» Льва Троцкого, в котором есть слова: «Жизнь прекрасна. Пусть грядущие поколения очистят её от зла, гнёта, насилия и наслаждаются ею вполне.»
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 12155 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если ты умеешь создавать и видеть прекрасное, то ты научишься понимать, что жизнь прекрасна… Жизнь ценна. Каждого отдельно взятого человека. И глядя на главного героя лишний раз в этом убеждаешься…

    Такой непритязательный, смешной, и кажется, несолидный, главный герой создаёт сказку своей любимой женщине и сыну. В нём колоссальная внутренняя сила, которая уберегла мальчика от непосильных переживаний. Эта сила — любовь. Весь фильм — любовь. Нелепо-очаровательные ухаживания Гвидо за Дорой. Её романтическое «извлечение» с церемонии помолвки. Утренние велосипедные виражи всей семьёй. Дора, решительно отправившаяся вслед за сыном и мужем. Гвидо даже здесь, в концлагере, окружает сына и жену любовью: «Здравствуй, моя принцесса!» Глаза мальчика, неотрывно следящие за отцом. Гвидо, идущий на смерть играясь. Танк, остановившийся перед мальчиком. И встреча Доры с сыном: «Мама, мы победили!»…

    Поражает на первый взгляд нелепое и невозможное переплетение двух абсолютно противоположных жанров — комедии и драмы. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле этот контраст как нельзя лучше подчёркивает весь ужас войны, но на ряду с этим и всю силу любви. Ведь фильм на самом деле о любви, а не о концлагере… О заботе, а не о войне… О жизни, а не о смерти… Жизнь всегда побеждает смерть. И жизнь прекрасна, когда есть такие люди…

    10 из 10, хотя дала бы намного больше!

    6 марта 2010 | 16:39

    Удивительный фильм. Если бы попросили его охарактеризовать, то только таким эпитетом — удивительный.

    Удивительный Роберто Бениньи. Его персонаж один из самых запоминающихся, потому что обладает настолько редким талантом приносить радость, делать каждый, проведённый с ним, необычным и интересным, заставляет верить в лучшее, не смотря ни на что. Он открывает людям эту прекрасную жизнь, а если её нет, то создаёт сам, своим новаторством, а иногда и волшебством.

    Удивительная Николетта Браски. Настоящая женщина и мать, пожертвовавшая своим положением и жизнью ради семьи.

    И конечно же, удивительный Джорджио Кантарини в роли Джузе, дополняющий эту картину своей детской непосредственностью и простотой.

    Мне кажется, фильм вправе занимать достойную нишу среди прочих военных кинокартин. Мы видели суровую правду о концлагерях, о множестве разбитых семей. Но и такая правда имеет место быть. Стоит лишь захотеть, и жизнь будет прекрасна даже в самые непростые времена.

    Это зависит лишь от нас самих, что и доказал Роберто Бениньи.

    10 из 10

    28 марта 2009 | 19:31

    Фильм «Жизнь прекрасна» — признанный шедевр не только итальянского, но и мирового кинематографа. «Жизнь прекрасна» не просто «цепляет», а пробирает до глубины души, вдохновляет и заставляет любить жизнь во всех её проявлениях.

    Этот фильм про войну, про геноцид и антисемитизм. Существует множество фильмов на данную тематику, но «Жизнь прекрасна» очень сильно выделяется на их фоне, являя собой нечто совершенно новое и своеобразное.

    Давайте отметим основные черты и особенности этого неповторимого фильма.

    1. Трагикомичный сюжет. Все повествование в этом фильме можно условно разделить на две части: довоенное и военное. И если довоенное время представляет собой некую сказку в реальной жизни, полную повседневных чудес и забавных моментов, то время войны показывается через призму жизни главного героя, и фильм до самого конца не теряет своей комичной составляющей. Если более детально говорить о сюжете, то стоит сказать, что он очень интересный и необычный. Все повествование сосредоточено на главном герое — итальянце еврейского происхождения Гвидо, его жене Доре и сыне. Они, ввиду своего происхождения, становятся свидетелями всех ужасов войны, проходят через множество испытаний… В общем, сюжет очень трогательный, и вместе с тем комично-оптимистичный и захватывающий.

    2. Потрясающий, яркий и нестандартный центральный персонаж. Главный герой этого фильма — Гвидо, удивительный человек с не стандартным мышлением, оптимист и заботливый семьянин. Он любит свою жизнь, считая её подарком судьбы и видя своим долгом превращение жизни всех людей в сказку. Он представляет собой бескорыстного, открытого, очень доброго человека, оказывающегося еще и бойцом, настоящим мужчиной с очень развитыми инстинктами самосохранения.

    3. Проникновенная и душевная актерская игра. Удивительно! Роберто Бениньи потрясающе справляясь с должностью режиссера, блестяще проявляет себя и в качестве актера. Пусть фильм немного и перенасыщен его персонажем, но его проникновенная, талантливая актерская игра действительно заслуживает внимания и поощрения. Также хочу похвалить остальной актерский состав, а особенно жену Роберта — Николетту Браски. Она привлекает внимания зрителя не только своей величественной красотой, но и актерским мастерством, создавая очень яркий образ решительной, искренней и сильной жены и матери.

    4. Удивительное, положительное воздействие на зрителя. После просмотра этого фильма зритель находится в несколько смешанных чувствах. С одной стороны любой человек будет до глубины души растроган такой удивительной историей, с другой — благодаря комедийной составляющей фильм воспринимается легко и не оставляет на душе тяжелого ощущения. После просмотра любой, даже самый скептически настроенный зритель задумается над многими общими философскими вопросами, главные из которых — ценность и смысл жизни.

    Но, в виду своей придирчивости я не могу не отметить два момента, которые мне не понравились, но которые не как не повлияли, ни на мое восприятие, ни на оценку фильма. Первое — полнейшая аполитичность героев картины и «скрывание» всех ужасов военного времени. Я понимаю, что сцены насилия над личностью не входили в общую концепцию фильма, но, мне кажется, что какие-нибудь не просвещенные люди могут понять фильм превратно, получить несколько ложные представления относительно ужасного военного времени. И второе — меня просто разозлили последние (безусловно, очень трогательные и удивительные) кадры фильма, а именно холеный, аккуратный, улыбчивый, я бы даже сказал брутальный американский солдат в новенькой экипировке, на чистом сияющем танке въезжающий в разрушенное гетто. О да, освободитель, спаситель, с бархатным баритоном и идеально выбритым лицом! Неужели нельзя было, справедливости ради, посадить на танк оборванного, истерзанного русского солдата, который и является настоящим героем этой войны. Но, быть может, это взыграл мой слаборазвитый патриотизм или у зарубежных режиссеров просто не принято показывать русских хотя бы в мало-мальски объективном и выгодном ракурсе…

    Но во всем остальном фильм — редкостный шедевр. И я советую его посмотреть всем людям, хотя бы ради того, чтобы понять ценность и уникальность своей жизни.

    Что ж, жизнь действительно прекрасна! Она всегда побеждает смерть, она никогда не останавливается и продолжает свое мирное течение… И если мы будем ценить и любить свою жизнь хотя бы в десятую долю того, как это делал главный герой фильма, то мы сумеем намного быстрее и легче преодолеть любые трудности и пройти через любые жизненные испытания!

    За воодушевление и чистые, искренние эмоции во время просмотра не жалко никаких оценок — 

    10 из 10

    10 апреля 2012 | 13:40

    Удивительный фильм. Наверное, никому ещё, кроме Роберто Бениньи, не удавалось так красиво рассказать историю о семье в концлагере, об обычных людях на фоне жестокой войны. Да, можно было создать бескомпромиссную атмосферу зла, вместить туда главных героев и заставлять зрителя без устали плакать, но автор картины посчитал, что таких жутких стараний совсем необязательно, чтобы показать нам суть своей высокой задумки. «Жизнь прекрасна» — это один из тех лучших примеров, которые гласят нам, что нужно сеять разумное, доброе, вечное. Особенно в наших душах. И тем более, в душах наших детей, какой бы ужас ни творился за окном, что бы ни происходило. Даже если мир рушится, мы должны всеми силами сохранять истинный свет надежды внутри, помогающий нам выживать.

    Этот фильм обладает особенной энергетикой. Нельзя сказать, что перед нами полностью драма. Первые сорок минут «Жизнь прекрасна» — комедия, созданная в лучших итальянских традициях: смешная, забавная, лучезарная история про весельчака, настоящего оптимиста, способного всегда верить в лучшее. Он превращает события своей жизни в каскад приятных случайностей, везде находит положительную сторону и умудряется, оставаясь немножко странным, быть для остальных интересным, действительно живым человеком. «Что же с ним станет в будущем?» — думаем мы, и вот наступает страшный период в жизни его семьи, когда запущенный процесс военных и политических событий приводит отца, мать и сына в концлагерь. И даже столкнувшись с бедой, главный герой делает всё возможное, чтобы сыну не открылась удручающая правда о том, насколько всё плохо. Он понимает, прекрасно понимает, куда попал и что впереди, но не сдаётся, пытаясь сделать жизнь намного легче и супруге, и ребёнку. В том и состоит подлинный героизм обычного человека, не являющегося ни солдатом, ни важным лицом: он, каждый раз смертельно рискуя, любыми правдами и неправдами старается сделать подвиг для родных ему людей, превращая события войны в увлекательную игру, даже если маленький мальчик не догадывается, что за рассказами об игре скрывается суровая реальность тех времён, а смерть всегда витает где-то рядом, очень недалеко, за соседними стенами, забирая других людей.

    Вопреки всему, фильм запоминается именно тем, что не оставляет трагического послевкусия. Его можно пересматривать много раз, потому что вся съёмочная команда получала большое удовольствие от создания картины, что как минимум видно по качественной игре всех актёров. Это не просто кино, это искусство. Возможно, в какой-то мере сказочное, где-то утрированное, но высокое искусство.

    9 из 10

    5 февраля 2014 | 04:40

    Я в восторге от этого фильма! Сколько легкости, обаяния и романтичности в первой части, столько оптимизма, героической стойкости и любви во второй. Чувства от картины не передать словами! Восхищение, о Бениньи, одно восхищение!

    Но хватит вести себя как влюбленная дурочка. Хотелось бы объяснить публике, почему мне понравился сей шедевр.

    И, во-первых, главный герой. Презабавный итальянец, верящий в свои силы, дарящий людям радость, и, что самое главное, умеющий любить. Причем преподнесено это было так легко и непринужденно, будто Бениньи даже не репетировал, а, придя на съемки, продолжал жить своей жизнью. А как он говорит… не остается сомнений, что самый подходящий язык для комиков — итальянский.

    Во-вторых, идея. Как будет вести себя описанный в первой части персонаж в страшном и темном концлагере? Мурашки бежали от мрачного поезда, в который запихивали не менее мрачных евреев, а Гвидо кричал, держа за руку своего сына: «Какая очередь? Я едва успел купить последние билеты! Стойте, у нас заказные места!». Слезы наворачивались на глаза. И это только начало.

    В-третьих, главный герой. Не обладая особенной физической силой, он смог сделать ТАКОЕ, что не снилось даже Джейсону Стэтхэму с его суперкрутостью и стальными мышцами. Было столько моментов, когда мне, насмотревшейся боевиков, хотелось крикнуть: «Ударь его левой! Пни ногой! Да возьми ружье и прострели ему башку!», однако Гвидо не супергерой, он — нечто большее.

    В-четвертых, главный герой. Грустно, если кто-то думает, что он создал иллюзорный мир вследствие страха к настоящему. Что мы делаем, когда нам очень плохо? Замыкаемся в себе — это в лучшем случае! Портим настроение окружающим хотя бы отсутствием своего настроения. Гвидо тоже было страшно (он же человек), но он не только преодолел этот страх, но и нашел в себе силы оградить от страха своего ребенка. И пусть лагерь оказался не совсем правдоподобный относительно гуманизма, но радоваться, извините, там тоже нечему.

    Главное — фильм доказал нам, что ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА! Пока рядом с нами любимые люди, господа — радоваться стоит всему!

    И, наконец, главный герой…

    10 из 10

    Фильм одного актера. И мальчика с большими глазами. Пойду куплю новые платочки.

    19 января 2012 | 21:45

    Жалко, что нельзя писать короткие отзывы, ибо единственное, что хочется сказать — шикарный фильм.

    Бениньи меня просто поразил! Раньше я к нему относилась просто как к хорошему комику, но когда узнала, что он снял фильм на военную тему, была в шоке. Вот отчудачил! А когда посмотрела — благодарности моей не было предела.

    Фильм пропитан любовью и нежностью. Жена добровольно пошла за мужем. Да разве она могла поступить иначе? Это любовь, та самая, настоящая. Если быть вместе, то до конца, и в горе и в радости.

    Герой.

    И добрый и грустный. Такой хороший. Он настоящий отец. Вначале такой нелепый, смешной, кажется, что он не способен на поступок. Но это только кажется. Он сделал все, что бы его маленький сын никогда не понял, что такое война. Скажете: он же пропагандировал обман! Извините, а покажите мне человека, который бы собственными руками разрушил своему ребенку детство, его веру в добрый мир. Нормальный родитель такого не допустит. Не допустил это и герой фильма. И ребенок верит, несмотря на смерть вокруг. Ведь папа сказал — это игра, а у взрослых свои игры, порой очень странные.

    И все получится, и будет танк, и будет счастье. Любой ценой, ибо нет ничего страшнее, чем страдания родного ребенка, особенно в годы той страшной войны. И ради этого пойдешь на все. Ведь несмотря ни на что жизнь прекрасна.

    10 из 10

    26 октября 2010 | 10:09

    Фильмы о концентрационных лагерях — отдельных жанр кинематографа. Думается, рассказывать о человеческом страдании в рамках войны возможно лишь в траурно-скорбных, драматично-трагических, катастрофических цветах угнетения, страха, боли и горя. И мы привыкли смотреть лишь с такой стороны. Бениньи предложил другой ракурс.

    «Жизнь прекрасна» мне привиделась представителем какого-то нового жанра, этакого «военного романтизма». Здесь катастрофа — лишь отдельный эпизод, отдельное «правило» «веселой игры». Здесь героизм — не «голой грудью на пулеметы». Любовь — не страсть или секс. Гуманизм — не высшее снисхождение. Зато жизнь — игра, вид подчинения которой каждый выбирает сам.

    Да, может, кино Бениньи упрощено, несколько условно и не совсем правдиво, зато солнечно и радужно. Не знаю, допустимо ли называть ленты с причастностью к войне оптимистичными, но «Жизнь прекрасна» именно такая: жизнеутверждающая, одухотворяющая, теплая, трогательная. И почему-то я верю, что на деле существовали подобные сгустки положительной энергии, схожие героическому Гвидо, светившие даже сквозь пороховую завесу…

    И если завязка и кульминация зрителю как-то априорно понятна (здесь публика словно купается в иронично-легком, смелом повествовании, однозначную забавность которого не могут нарушить даже эпизоды с каторжными работами), то с развязкой и эпилогом все гораздо труднее. Остается какое-то тревожное двоякое чувство, которое разрывает тебя между зрелой реальностью и юной фантастичностью… И все же конец фильма Бениньи — это триумф чего-то исключительно светлого: детства, чистоты, веры. Быть может, настоящая наивная радость доступна лишь детям, но от взрослых, понимающих лишнее, достаточно и скорбной благодарной улыбки.

    «Жизнь прекрасна» — очень, очень странная картина. Наверное, рассказать такую историю мог только комик (заметьте, не сатирик или циник). Но рассказать ее так — только талантливый комик. Роберто Бениньи с достоинством смотрится в редких рядах этой удивительной культурной «касты». Его картина — противоречивое произведение, которое дарит непонятное, неописуемое счастье, за плечами которого стоит горесть, ненависть, кровопролитная борьба… Однако это счастье! Поэтому «Жизнь прекрасна» — призыв к мощной солнечной силе, способной осветить дорогу миллионам, подобно горящему сердцу Данко. А сам Бениньи и в особенности его Гвидо — тот самый Данко, легендарный герой, пожертвовавший собой…

    О картине Бениньи можно и хочется говорить много. Я постарался воздержаться от такого соблазнительного занятия. Поэтому просто советую: посмотрите этот удивительный фильм, ломающий все стереотипы, поражающий теплотой таланта каждого из его участников, смущающий своей неоднозначностью, «пробивающий» любую броню!

    1 октября 2008 | 18:47

    Бывает, что жизнь, несмотря на трудности и преграды, удивительным образом дает нам бесценные подарки, которые мы всеми усилиями пытаемся сохранить. Однако хранение подарка в первозданном виде — это не только попытка сохранить его физическое состояние, но и, так сказать, более глубокое. Так, если жизнь дарит нам любовь, мы пытаемся оградить ее от невзгод и печалей в этом мире. Порой нам приходится на жертвы, и даже на самопожертвование. Подобная идея была заложена в незабываемой итальянской трагикомедии Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна».

    Синопсис 1939 г. Итальянский еврей Гвидо в поисках счастья и лучшей жизни вместе с другом перебирается в небольшой итальянский городок. Там он знакомится в прекрасную Дору, в которую Гвидо без памяти влюбляется и при помощи своей смекалки и мудрости добивается. Проходит несколько лет, у Гвидо и Доры рождается очаровательны сын. Казалось бы, ничто не сможет нарушить счастье этой семьи. Но в скором времени Италию охватывает Вторая Мировая война, и Гвидо с сыном, за которыми последовала Дора, отправляют в концентрационный лагерь. В попытке спасти сына и избавить его от ужаса происходящего Гвидо придумывает историю, что все происходящее — это большая игра, а главный приз — настоящий танк.

    Игра актеров В картине был задействован прекрасный актерский ансамбль в лице харизматичного Роберто Бениньи, очаровательной Николетты Браски и юного не по годам Джорджио Кантарини. Роберто Бениньи исполнил не просто комедийную роль человека, которая всегда смотрит на жизнь светлыми глазами. Прежде всего он воплотил на экране образ верного мужа и преданного отца, который готов ради счастья своих близких пойти на серьезные жертвы и даже пожертвовать собственной жизнью. Николетта Браски исполнила роль верной и преданной жены и просто мужественной женщины, которая, несмотря на принадлежность в «высшей расе», добровольно выбрала путь в концлагерь. Наконец нельзя не упомянуть немаловажную роль Джорджио Кантарини, сыгравшего Джошуа, сына героев, который воплощает собой самое светлое и доброе, что только могла создать жизнь и что сохранил его отец.

    Режиссура На самом деле, в фильме просто потрясающая режиссура, поскольку режиссер Роберто Бениньи сумел в фильме скомпоновать сразу три жанры, каждый из которых перетекал из одного в другой. Так, первая часть фильма представляет собой сатирическую комедию, в которой высмеивается жизнь предвоенной Италии, сходившей потихоньку с ума от режима Муссолини. Далее Бениньи делает переход к красивой мелодраме, в котором герой чудесным образом добивается сердца красивой женщины, которая настолько поражена его самоотверженностью и смелостью, что тут же влюбляется в ответ. И тут делается переход к трагической части, в которой выпадают все шутки. Бениньи удалось придать этой части фильма мощный виток напряжения, поскольку вы всем сердцем и душой переживаете за главных героев, поскольку прекрасно понимаете, что зверства, безжалостность и аморальность, творимые фашистами могли в любой момент сломать судьбу героев.

    Сценарий Помимо того, что сюжет картины демонстрирует красивую историю любви с полутрагическим-полусчастливым финалом, он поднимает сразу несколько исторических и социальных проблем. Во-первых, сюжет фильма затрагивает отчасти философскую тему воображения, которое порой может спасти жизнь. В данном случае воображение помогло спасти сына главного героя, который искренне поверил в происходящую игру, поэтому и не увидел всего кошмара. Во-вторых, сюжет затрагивает любовь. Вообще в фильме любовь представлена в очень красивом виде. Так, например, пробирали сцены, когда герой, не имея возможности увидеть жену с лагере, давал ей знаки, что он еще жив, как, например, в сцене с играющей оперной песней, которая когда-то звучала в театре, в котором герои осознали. что любят друг друга. Наконец, сюжет затрагивает тему фашизма, расизма и Второй Мировой войны в целом.

    Саундтрек «Жизнь прекрасна» отличает сильное музыкальное сопровождение, которое отдает нотками классической итальянской романтической комедии, а также красивой семейной драмы. Композитор Никола Пьовани заложил в музыкальном оформлении именно эти черты, чем самым фильм стал более атмосферным и искренним. Слушая основные мелодии, вы прямо проникаетесь мыслями и чувствами главных героев.

    Итог «Жизнь прекрасна» поистине можно назвать шедевром итальянского кинематографа, поскольку в картине режиссер смог отразить не только трагедию времени, но также доказать, что даже в самые страшные и темные времена можно найти свое счастье и любовь, которые сумели сохранить главные герои.

    10 из 10

    21 июня 2014 | 23:34

    В самом начале фильма все похоже на сказку. Гвидо, как настоящий настоящий джентльмен добивается своей возлюбленный, он делает все, что бы ее жизнь превратить в нечто необычное, в жизнь принцессы.

    Но любая, даже самая красивая сказка когда-нибудь заканчивается. Ведь в фильме описывается время второй мировой войны, время, когда фашисты были властителями мира. Гвидо и его сына отправили в концлагерь, где немецкая армия заставляла работать и убивала ни в чем неповинных людей, только потому что они имели еврейские корни. Меня поразило то, что главный герой — Гвидо даже в такой трудной, скованной ситуации не утратил надежды и веры в то, что в итоге все образуется. Этот человек смог превратить всю эту жестокую реальность в игру, для того, что бы его сын не пострадал в этой жуткой войне.

    Когда смотришь фильм, то всю историю того времени пропускаешь через себя, в душе присутствует некое волнение и переживание за героев. Задаешь себе множество вопросов: справится Гвидо с тяжелыми испытаниями в концлагере? Выживет ли его жена и сын?

    И только когда переживаешь эти тяжелые моменты вместе с главным героем, то понимаешь, что жизнь действительно прекрасна.

    4 сентября 2014 | 21:53

    Когда закончится война
    И мальчик выбежит за хлебом
    Земли коснется тишина
    Непостижимая как небо

    И в этой хрупкой тишине
    Бог времена и судьбы свяжет
    Замрут созвездья в вышине
    И чей-то голос тихо скажет:

    Мама я вернулся домой
    Мама я вернулся живой
    Бог обещал нам 
    Простить все сполна

    Когда закончится война
    Когда закончится война…

    (Сергей Трофимов)

    Фильмы о Холокосте и на военную тематику, как правило, довольно тяжелы для просмотра и несут значительную смысловую нагрузку. В таком случае принято вспоминать такие фильмы как «Список Шиндлера» Стивена Спилберга и «Пианист» Романа Полански. Вот уж, действительно, картины, где вся правда о жизни евреев и зверствах нацистов показаны реалистично и без прикрас. Но есть и так называемое «другое кино», посвященное подобной тематике. И порой такой взгляд бывает свежее и куда нужнее. Кого-то смутит тот факт, что фильм на столь серьезную тему снял (и исполнил там главную роль) итальянский комик Роберто Бениньи. Но такой фильм, начинающийся как беззаботная комедия, а к финалу перерастающий в угнетающую драму, мог снять только Комик с большой буквы.

    Как мне кажется, не стоит воспринимать все происходящее в фильме как реальное отображение всех событий и мест действия. Находится много критиков подвергающих фильм нападкам. Мол, слишком мягкий этот фильм — и надзиратели здесь слишком гуманны, и условия бараков далеки от действительности, да и история такая вряд ли могла в самом деле произойти. И со всем этим в принципе можно и нужно согласиться. И вот тогда, если принять как данность некоторую условность всего повествования, от, собственно, просмотра и последующих пересмотров этого фильма можно и даже нужно получить истинное эстетическое удовольствие.

    С самого начала фильм рисует вполне благополучные и даже, благодаря поведению главного героя, беззаботные картины довоенной Италии. То, что вытворяет Роберто Бениньи в первой половине фильма, не может вызвать ничего кроме искренней улыбки даже у самых черствых личностей. Все его выходки весьма потешают и умиляют — так бы в роли зрителя и прошагал на такой мажорной ноте весь фильм вместе с этим добродушным итальянцем — человеком, который умеет искренне радоваться жизни, беря от нее все лучшее, не обращая внимания на штучные и мнимые препятствия. Показанная в фильме лавстори весьма наивна, но в то же время очень подкупающа — достоверности героям прибавляет тот факт, что Бениньи и Браски в жизни такая же любящая пара, и поэтому никакой неестественности или наигранности в их экранных отношениях нет.

    Заглавие фильма взято из записок Льва Троцкого. В Мексике, предчувствуя скорую смерть от рук агентов сталинского режима, он писал: «Жизнь прекрасна. Пусть грядущие поколения очистят ее от зла, гнета, насилия и наслаждаются ею вполне».

    Не ставил перед собой таких глобальных целей главный герой нашей истории — Гвидо. Нет, он не проводил время в горестных раздумьях, не предавался наполеоновским планам на будущее, не провозглашал пламенных речей, нет. Он просто жил, радовался жизни на полную катушку, пытался взять от нее все лучшее. Радовался присутствию любимой женщины в объятиях, радовался смеху своего маленького сына, радовался хорошей погоде. Никого не обманул, никого не одурачил, никому не сотворил подлость. Только разве учтут суровые господа с оружием наперевес это все. Вряд ли. Если серьезные дядьки затеяли в высоких кабинетах большую игру, то до сотен, тысяч и миллионов Гвидо им не будет дела. Чего стоит им разрушить жизнь маленького человека — даже не надо росчерка пера или кивка головы. Если смертельный конвейер запущен, разве будет кто-то считаться с правом маленького человека на свою крупицу счастья?

    Я не спорю, страшно смотреть фильмы про военные преступления, но когда у тебя на глазах запросто ломают судьбу полюбившихся тебе героев, проникаешься почему-то больше. В серьезных фильмах на подобную тематику ты с первых минут проникаешься мрачной атмосферой, безысходностью, трагичной музыкой — тебя постепенно готовят к печальному развитию событий. И еще большой вопрос в том, что мужественнее: стойко вытерпеть тягости судьбы или прошагать путь, который прошагал Гвидо с гордо поднятой головой, в бодром настроении духа, сочиняя на ходу историю для самого дорогого в твоей жизни человечка, втайне надеясь хоть когда-либо еще увидеть свою любимую. «Щоб не плакать, я сміялась», — писала когда-то известная украинская поэтесса, будучи смертельно больной. Подобный принцип взял себе за жизненное кредо Гвидо. А плакать было от чего, да чего уж там плакать — рыдать навзрыд.

    Много историй написано, снято и рассказано о материнской любви, материнском мужестве, материнском подвиге ради любимого ребенка, но не так уж много подобных «отцовских» историй. В этом еще один очень важный аспект истории немного грустного комика Роберто Бениньи.

    Он как Чарли Чаплин в «Огнях большого города» — весь фильм смеешься, довольствуясь веселыми выходками Маленького Бродяги, немного умиляешься его наивности и простоте, но наступает время финального аккорда — и тебя прошибает. Хорош тот комик, который сумел вышибить из зрителя слезу. Причем не дешевыми мелодраматическими уловками, а последней фразой и моралью своей незамысловатой истории. Когда ты полфильма смеешься, а после финального кадра заворожено пялишься в титры, когда комедия дает больше пищи для размышлений, чем самая проникновенная и реалистичная драма, пожалуй, стоит говорить о становлении шедевра.

    18 января 2009 | 03:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Показанный в первый день Берлинского кинофестиваля фильм «Страсти Дон Жуана» — режиссерский дебют актера Джозефа Гордона-Левитта — затрагивает примерно ту же тему, что и «Стыд» Стива МакКуина, но делает это с иронией и драйвом. Главный герой пристрастился к порнографии, что не могло не сказаться на его отношениях с женщинами. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Мастер оскаровских кампаний Харви Вайнштейн начал выводить в свет возможных претендентов на премию Американской киноакадемии. Несколько недель назад в США стартовало «Возмездие», в этот уик-энд к нему присоединилась «Роковая страсть», а в конце июня зрители увидят «Хоть раз в жизни» с Кирой Найтли, а Каннский фестиваль открыла «Принцесса Монако». Гонка началась, а КиноПоиск решил составить «оскаровскую памятку Харви», ориентируясь на опыт прошлых лет. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Скромный мексиканский фильм «Инструкции не прилагаются» продолжает ставить рекорды. В один день он стал самым кассовым испаноязычным фильмом в США и самым успешным мексиканским проектом в домашнем прокате. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    220.Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный ударStar Wars: Episode V - The Empire Strikes Back8.096
    221.История ХатикоHachikô monogatari8.096
    222.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.095
    223.В диких условияхInto the Wild8.095
    224.Ирония судьбы, или С легким паром!8.094
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One94.78%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.75%
    8.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.67%
    9.БёрдмэнBirdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)94.47%
    10.ДэдпулDeadpool94.38%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Класс коррекции10
    Город героевBig Hero 612
    ЯростьFury5
    Горько! 228
    Звездная картаMaps to the Stars4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.380
    Город героевBig Hero 68.428
    ЯростьFury7.599
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.753
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры