всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время146 мин. / 02:26
Номинации (3):
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
67 + 3 = 70
9.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В основу фильма лёг рассказ Артура Ч. Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951 году. Кларк разработал сценарий вместе с Стэнли Кубриком ещё до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращать съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • В своих исследованиях Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 18 фактов
    Трейлер 03:32
    все трейлеры

    файл добавилGreenSide

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2724 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Величайшая картина о Космосе и вершина творчества гениального режиссера Стэнли Кубрика — фильм, который даже спустя почти пол-столетия остается, пожалуй, самым грандиозным творением в жанре научной фантастики. В свое время «Космическая одиссея» была прорывом не только в плане философии, но и в плане спецэффектов. Сегодня же зрители, которые отдают предпочтение спецэффектам, ее просто не воспримут. Зато на настоящих ценителей кинематографа фильм произведет колоссальное впечатление: Кубрик создал не только потрясающую воображение космическую оперу; он рассмотрел в ней основные вопросы человеческого бытия.

    Режиссер попытался ответить на главные вопросы, которые в течение многих столетий волновали человечество. Он показал зрителю происхождение человека как вида в результате эволюции: из дикой обезьяны, у которой не было ничего, кроме когтей и зубов, но которая однажды взяла в руки кость и нашла ей применение, появился более высокоразвитый вид. Обезьяна подбрасывает кость в воздух, и на лету она превращается в космический корабль — творение рук человеческих. Кубрик тем самым поет оду человеку, показывая его в свою очередь мостом между животным и сверхчеловеком. Переходной ступенью служит символический черный монолит, пройдя через который, животное превратилось в человека, и который возведет последнего на более высокую ступень эволюции.

    Большое внимание в фильме уделяется покорению космоса, столкновению человека с неизведанным. В роли первооткрывателей выступают не только герои картины, но и сам зритель, которому приходится переживать вместе с ними каждое мгновение. Режиссер добивается этого, не сокращая сцены и оставляя их таким по продолжительности, какими они были бы в реальной жизни; он не ведет зрителя за ручку по сюжетной линии, лишь показывает и оставляет раздумывать над увиденным. Многие укоряют Кубрика за то, что он растянул на два с половиной часа сюжет, который можно было уложить в тридцать минут. Он делает это намеренно, чтобы у зрителя было время осмыслить увиденное и проникнуться величием и необъятностью Вселенной. Дополняют это грандиозная классическая музыка и потрясающие виды Космоса. А из-за количества философских мыслей кажется просто глупым, как все их можно было бы уместить в полчаса.

    Последней из рассматриваемых проблем является столкновение человека с искусственным интеллектом — творением его рук, которое пошло против создателя. Человек создал то, что оказалось сильнее его и испугался этого. А из недоверия человека к машине возникло недоверие машины к человеку. Бортовой компьютер HAL9000 стал прообразом всех последующих разумных машин в кинематографе, а также одним из ярчайших кино-злодеев в истории: спокойный и ровный голос, а также красная лампочка, напоминающая глаз, делают его по-настоящему жутким.

    Этот фильм не оставляет никаких сомнений в том, что он — одно из важнейших произведений кинематографа. Кубрику удалось создать действительно умное кино, которое даже спустя почти пятьдесят лет не утратило своей актуальности, ведь приоткрыло нам ключевые вопросы бытия, вопросы, на которые мы по-прежнему ищем ответы. По-истине гениальным решением со стороны режиссера было сделать главным героем не конкретного человека, а все человечество в целом. А его уникальный стиль, который он использует в каждом фильме не зависимо от его жанра, является главной изюминкой. «Космическая одиссея» — первый и единственный фильм Стэнли Кубрика в жанре космической фантастики — и этот фильм вне конкуренции.

    10 из 10

    30 июня 2015 | 15:16

    Что вы представляете себе, когда слышите выражение «космическая фантастика»? Большинство из нас представят себе произведения-эпопеи с тщательно проработанным сеттингом, харизматичными персонажами, масштабными космическими сражениями «давным-давно в далёкой-предалёкой галактике». Мы тесно связали в сознании понятия космоса и космических опер, культовыми стали такие замечательные фильмы и сериалы, как «Звёздные войны», «Стар Трек», «Вавилон-5» и многие другие. Потому, готовясь смотреть кино под названием «2001: Космическая одиссея», я ожидал ещё один эпический сюжет. И тем большим потрясением обернулся просмотр классического фильма, снятого известным мастером Стэнли Кубриком в уже таком далёком 1968-м.

    Тогда я лишь начинал знакомиться с независимым кино, и имя, хорошо известное всем уважающим себя киноманам, мне ещё мало о чём говорило. Но выбор оказался стопроцентным попаданием — я увидел Шедевр, загадочный, непохожий на всё остальное, манящий грандиозностью замысла и полёта фантазии. Мои представления о фантастике космической и фантастике в целом были разбиты.

    Здесь человечество встречает свой новый рассвет, взяв в руки палку и догадавшись превратить её в орудие труда.

    Здесь человек эволюционирует от обезьяны до существа, способного смело идти навстречу неизведанному Космосу.

    Здесь в завораживающем вальсе плывут по бесконечному морю Космоса до винтика проработанные корабли и станции, безмолвно приветствуя красоту и мощь человеческого гения созидания.

    Здесь же человек-творец воссоздаёт интеллект для машины, холодный и жестокий и выдерживает схватку с ним.

    Здесь совершается путешествие за пределы бесконечности куда-то в Неведомое.

    Здесь рождается Homo Superior — ницшеанский Сверхчеловек в образе Звёздного Дитя, сколь прекрасного, столь же ещё и беспомощного перед величием Природы, но которому, подобно Заратустре, предстоит пройти свой закат и свой рассвет.

    Этот фильм — гимн Человеку и гимн гармонии его со Вселенной. Это ода нашему пути, нашей Одиссее.

    Так говорил с нами Стэнли Кубрик.

    10 из 10

    13 декабря 2011 | 19:02

    Столько уже сказано про Стенли Кубрика, что не хочется повторяться, а потому поговорим лучше о фильме.

    Сразу скажу, что отношусь к тому типу нетерпеливых людей, которых затянутые сцены на экране заставляют нервничать и проматывать фильм вперёд. Но тут, за исключением нескольких моментов, мне всё же удалось выдержать характер, причиной тому стали великолепные виды космоса и планет, совершенно потрясающие визуальные эффекты, даже сейчас, при всех доступных спецэффектах, поражающие воображение и завораживающие масштабностью и глубиной своей простой красоты.

    Сюжет представляет собой своеобразную картину эволюции человеческого сознания, дополненную неким мистическим, инопланетным, божественным элементом, в зависимости от того, что вы сами хотите там увидеть. Кубрик предоставляет нам свободу выбора, что, надо сказать, замечательно, так как фильм не создаёт конфликта на религиозной почве.

    Итак, что же мы видим? Поначалу обезьян, научившихся использовать орудия, которых, возможно, подтолкнуло к этому прикосновение к чёрному монолиту, потом перед нами предстаёт уже «наше» время, где человечество активно исследует до сих пор одно из самых таинственных и притягательных космических тел в доступном нам пространстве космоса — Луну, и именно там люди находят второй монолит, излучающий мощный радиосигнал. В третьей части фильма центральное место занимает конфликт человека и машины, кто же в этой борьбе, в конце концов, сможет одержать верх? Мощный и непогрешимый компьютерный мозг, которому не нужны системы жизнеобеспечения, или хрупкий человек, обладающий, бесспорно, разумом гораздо более совершенным, чем любой, созданный им, суперкомпьютер. Но Кубрик хочет не только показать силу человеческой натуры, но и механизм, дающий нам толчок к дальнейшему развитию век за веком, тысячелетие за тысячелетием — борьба за выживание, это такой мощный стимул, что прогресс не заставляет себя долго ждать.

    Концовка фильма… это самая неоднозначная и противоречивая его часть. Кто-то может совсем не понять её, если всё же сумеет высидеть до неё 2 часа, кто-то увидит воодушевляющую картину величия вида хомо сапиэнс, кто-то ничтожность человеческого существования по сравнению со Вселенной и существами, или существом, гораздо более развитым, чем мы.

    В любом случае, люди на Земле, словно младенцы в колыбели, о которой пока кто-то заботится и оберегает. Мы ещё не осознаём всей важности своих жизней и ведём себя эгоистично, как настоящие маленькие дети. Мы по-настоящему не способны представить себе масштабов Вселенной, находящейся вокруг нас и больше боимся познать, чем познаём. Естественный отбор существовал всегда и слабые погибали первыми, надо надеяться, что с нами такого не случится.

    Напоследок хочется сказать, что этот фильм, безусловно, на любителя, причём на любителя подумать. Не ждите захватывающего экшена, рассчитываете на вдумчивый и масштабный артхаус.

    28 мая 2010 | 23:43

    Пока Ромеро, еще готовил свой фильм о зомби к выпуску, Кубрик уже поражает красотой космоса. Фильм сложный для восприятия, затянутый, и местами через чур философский. Тем не менее, дает прекрасную визуальную составляющую, показывает, на сколько может быть страшен космос и искусственный интеллект будущего.

    Книга, которая дала жизнь этой ленте, разрабатывалась параллельно фильму, имеет продолжения и довольно интересные. Которые позволяют понять смысл происходящего, до конца. Мы же, остановимся непосредственно на этой картине. Не буду сравнивать с рассказом.

    Главная идея довольно интересна, таинственные монолиты, возникающие без причины, которые дали начало эволюции. Сначала на земле, затем в космосе, все дальше. Не все люди, готовы осознать все тайны мироздания, осознать весь смысл и тайны вселенной. Поэтому фильм создает такой сложный, для понимания, и трудно усваиваемый материал — монолит. Ты не сможешь однозначно понять, что ты увидел, это пока ни кому не дано. Можно только осознать, что это выше, собственно, твоего сознания.

    Космическая миссия отправлена на изучение таинственного обелиска, где то около орбиты Юпитера. Колоссальная, самая большая планета нашей солнечной системы, имеющая множество спутников, и находящаяся на большом отдалении, от нашей обители — Земли. Люди, находящиеся на корабле, до конца не осознают, главные цели миссии, и по этому, картина привносит неожиданный поворот в дальнейшем. Последующие события, уносят нас куда то в запредельные пространства, времени и событий.

    Следует упомянуть, композиции звучащие в молчаливой, черной пустоте. Они придают своеобразной грации. Эдакий вальс, космических объектов и планет. Особо запомнились странные и страшные завывания, непосредственно рядом с черным монолитом. Атмосфера, ужаса и безграничного пространства космоса передается просто фантастически. Настолько передается страх, отсутствие гравитации, отсутствие звуков, и темной пучины нависшей над тобой.

    Человек, такой маленький во вселенной, ему предстоит еще многое узнать. Вот только усвоить, будет довольно трудно.

    8 из 10

    20 июня 2015 | 09:41

    Есть фильмы, при просмотре которых кажется, что впускаешь в себя такое слишком рано, словно ты не готов к этому. Но это случается. И что говорить в таких случаях после увиденного — тоже вопрос. Местами может показаться, что фильм изобилует затянутыми и лишними сценами. Но видимо уже в 1968 году — так называемая «затянутость» могла представлять собой красоту, создающую новый формат неповторимого шедевра. И возможно только с использованием таких отдельных моментов, звуков, деталей — атмосфера картины будет ощущаться во всей полноте.

    Возникающий сам по себе вопрос о том, откуда взялся спрятанный четыре миллиона лет назад «монолит», по сути своей является ответом на вечный вопрос — откуда взялись мы. Невозможность запечатлеть «предмет» на камеру — это всего лишь фоновый элемент, символизирующий то, что люди, подошли слишком близко к истине и при этом сами не поняли этого. Ведь они уже постигли то, к чему стремились. Если люди «не узнают» своего создателя таким, каким он есть, то зачем нужны какие-то факты в виде фотографий? Эпизод, в котором Кубрик передаёт частичку космоса глазами капитана корабля — является апофеозом картины. Зритель словно погружается в ту самую вечную загадку, которая воплотилась благодаря яркой (возможно менее широкой, чем увиденное) фантазии режиссёра.

    Стэнли Кубрик изысканно преподносит идею того, что на земле есть тайны, которые лучше оставить тайнами, которые не доступны человеку и навсегда останутся тайнами для нас. И если анализировать этот фильм более детально, то хочется даже предположить, что «Создатель» сотворил не только нас, но и музыку, звучащую на протяжении фильма. :) Такие вещи бессмысленно будет обсуждать или как-то пытаться передать, это нужно просто почувствовать самому.

    31 марта 2011 | 22:00

    На просмотр фильма «2001 год: Космическая одиссея» меня толкнули отзывы о данной картине, очень много положительных отзывов. В них её не раз и не два называли глубочайшим шедевром, одним из лучших произведений в истории кино. Поэтому не удивительно, что мне захотелось посмотреть этот фильм, имеющий статус культового среди многих киноманов. И впечатления от просмотра я не назвал бы однозначным восторгом.

    С одной стороны, фильм безусловно имеет глубокий сюжет, над которым и по сей день люди ломают свои головы, несмотря на то, что многое из него уже разжевано для наименее догадливых и внимательных. Согласно ему несколько исследователей отправляются в далекий космос для того, чтобы найти там следы инопланетной расы, но при этом финал этого путешествия будет неожиданностью и для них, и для зрителя. И та история, которую нам рассказывают, получилась во многом пророческой и вполне может повториться в будущем. Если говорить о технической части, то снят фильм просто поразительно. Даже сейчас он удивляет. То, как показана космическая станция, как сняты сцены в невесомости, полеты в космосе — все это много раз цитировалось во многих более современных фантастических фильмах.

    Но при этом у фильма есть один недостаток — он жутко затянутый и меланхоличный. Да, то что показывают на экране выглядит привлекательно даже не смотря на возраст, но при этом наблюдать 10-15 минут за тем, как космическая станция кружится в безвоздушном пространстве на околоземной орбите, честное слово скучно. Пусть и кружится она под красивую музыку, но со временем смотреть на это все надоедает. А иногда звук в космосе пропадает вовсе — видная дань науке, но для зрителя не совсем привычно, после всяких Звездных войн. Хотя это не стоит считать недостатком. Сюжета же тут мало, мало героев, мало событий. Всю историю рассказанную в «Одиссее» можно было бы уместить в 40 минут или час. Но фильм длится добрые 2,5 часа, и хоть первые пару часов смотреть его более менее интересно, но потом он просто начинает сильно наскучивать. Концовка вообще как ком в горле, плохо лезет, ибо и так уже хочется вырубить данное действо.

    Я не стану оспаривать, того что «Космическая одиссея» шедевр, оказавший сильное влияние на современное кино и, в частности, на жанр научной фантастики. А в особенности на все фильмы, посвященные космической тематике. Но лично я вряд ли когда-либо его пересмотрю, ведь даже однократный просмотр данной картины дался мне с трудом. А фильму, который скучен, пусть даже в нем хоть тысяча гениальных и прорывных идей, максимальной оценки я ставить не стану.

    7 из 10

    17 августа 2013 | 12:32

    Дам маленький совет. Обращайте внимание на детали, только благодаря им можно найти ответы на все поставленные в фильме вопросы и разгадать режиссерский замысел. Например, ЕДА! Что и как едят герои фильма во время «одиссеи» и что появляется на столе у героя в самом конце фильма… Настоящая домашняя еда! А эти письма родственников с земли? А слова ХЕЛа перед «отключением»? А рука протянутая к космосу героем в конце фильма, когда он лежит на «смертном одре»? И конечно же Эмбрион!

    Я думаю, что собирая этот фильм по столь не значительным, на первый взгляд, кусочкам и разворачивается эта великолепная фреска человеческого бытия. Этот фильм Гимн человечеству. Я бы интерпретировал конец фильма как обращение к каждому из нас. «Люди — вы не там ищите! Хотите найти Бога? Ищите его в себе! Возвращайтесь домой!». Этот фильм заставляет разговаривать с самим собой, задавать себе вопросы. Именно поэтому здесь так мало диалогов, ведь для общения с собой не нужны слова, необходимо лишь спокойное течение мысли…

    Смотрите, думайте и наслаждайтесь!

    10 из 10

    хотя в оценках этот фильм не нуждается — шедевр!

    26 августа 2008 | 11:08

    «Мир — это лавка старьевщика»
    К. Воннегут «Мать-тьма»

    Стэнли Кубрик, наверно тот из единственных, который смог бы полноценно передать Кларка на экраны. Артур Кларк — писатель-футурист до мозга костей, его отличает желание ни столько описывать действия, сколько среду, мир, окружающий его героев, причём всё это настолько досконально, что в принципе иногда начинаешь верить в реальность всего этого. Кубрик так же, следуя за Кларком решил проработать весь этот мир, не забывая вставить в фильм свой почерк и свой авторский смысл происходящего. Кубрик не торопится, весь фильм словно в замедленной съёмке (А спешить Кубрику некуда — он длительно изучая, показывает и жизнь неандертальцев, и полёт на луну доктора Флойда и особенно полёт «Дискавери» к Юпитеру — всё исследуется с огромным педантизмом, который свойственен Мастеру) и любое убыстрение сюжета пресекается музыкальными антрактами. Музыка… Да, классика и космос — это завораживающее зрелище — холод космоса и апогей Штраусов…

    Очень образно, но с внесением своего видения, Кубрик показывает сам сюжет, саму суть произведения — тем самым заставляя зрителя заглянуть внутрь себя, задуматься — «О чём же это может быть?»

    «Так что же? Что же происходит с Дэйвом Боуменом?» Полёт фантазии, данный Кубриком здесь безграничен. Именно Боумен, пройдя стадии взросления и поглощения опыта миллионов лет с теми ошибками и потерями, которые он теперь может исправить, является тем роком и судьбой будущего. Он — это «дитя звёзд», ещё не окрепшее, но имеющее уже то немыслимое измерение, которое уже может существовать без физического тела и соответственно не иметь уже тех огрехов и нужд, присущих бренному существу… Дитя уже открыло глаза и заплакало — и поздно что-то изменить… Всё как всегда встанет на круги своя… Но это будет позже…

    И вот Vita Nova в своей астральной оболочке уже рядом с Землёй. Грядёт…

    «Этот мир подвластен ему, однако пока не совсем ясно, как поступать дальше. Но он что-нибудь придумает»…

    19 декабря 2008 | 00:02

    Как сейчас в наше время на спецэффекты повлиял «Аватар» Джеймса Кэмерона? Очень сильно, некоторые до сих пор не отходят от него. А теперь представьте в 1968 году «Космическую Одиссею 2001». Когда я её впервые посмотрел, я просто был в глубоком шоке и забыть это не могу. Довольно сильные и тяжелые визуальные эффекты по тем временам. А ведь, в этом фильме не было ни капли экшена. Но, не смотря на это, зрелище очень достойное для просмотра.

    Прежде всего, скажу, что сюжет просто никакой. В фильме его просто нет. Стэнли Кубрик просто давал зрителем этаких аттракцион, который все больше и больше хочется посетить. Мне было очень трудно его понять, даже после загадочной концовки, я так и не понял. И тем более нам показывают первые 20 минут безо всяких диалогов, а вместо этого показывают типа документального фильма о первобытных обезьянах. А после этого показывают мир будущего. А именно 2001 год, наверно создатели думали, что к этому году технологии будут высокими, а на самом деле, не все так просто. После этого документального начала, сценаристы также имели в виду, то, как человечество развивалось до полета в космос. Хотя смысл так и не был раскрыт. После этой загадочности, я начинал понимать, что сейчас идет на экране. Нам показываю космический корабль, а главный компьютер просто сходит с ума. А летчики пытаются его остановить. После некоторых моментов из фильма, я сразу вспоминаю пародии в «Симпсонах» и «Футураме». И потом я понял, что именно на «Космическую Одиссею» были все эти пародии, меня это обрадовало.

    Один из плюсов данного фильма, это музыка. Хоть и было её мало. И играли мелодии одни и те же, она заставляет просто напряженно всматриваться в фильм. Это меня тоже удивило, так как я слышал все саундтреки в огромных количествах фильмов, меня это тоже обрадовало. Вижу, что в США любят это кино и до сих пор продолжают делать на него пародии или вставлять в фильмы музыку или похожие моменты.

    Я уже говорил о спецэффектах, но буду говорить ещё. Мы видим, что фильм получил награду Оскар. Можно даже догадаться за что. Мы все понимали что «Аватар» по любому возьмет за визуальные эффекты. Также можно было понять это с «Космической Одиссеей». У фильма также и фантастические декорации, особенно когда был момент с человеком, ходящим по кругу. Можно было очень легко угадать, как это было. Но в то время людям, скорее всего, было трудно об этом догадаться. Да и я только позже понял происходящий эпизод.

    Все уже давно знают, что Стэнли Кубрик снимает загадочное кино, которое понимаешь не с первого раза, но оно тебе нравится. Я смотрел всего 4 его фильма. Первым было «Сияние», ужастик конечно стильный, но до десяти баллов не дотягивает. Потом был «Заводной апельсин», это конечно нечто, а не фильм. Мне бы такое и в голову не пришло, фильм просто сносит голову. Но до десятки, думаю, тоже не дотянет. Потом я пытался смотреть «Цельнометаллическую оболочку», это я думаю, был мой самый понятный фильм Кубрика. А потом была «Космическая Одиссея 2001». Ему я ставлю высокую оценку, и даю ему звание лучшего фильма снятого великим режиссером.

    Итог: Ставлю я оценку точно не за сюжет и не за бесконечную концовку. А за спецэффекты и музыку. А вместе все это будет высокой оценкой. Это кино будет стоять в моем списке пяти лучших научно-фантастических фильмов. Также отмечу, что не каждому фильм понравится. Это просто арт-хаус, кино не для каждого.

    10 из 10

    4 августа 2010 | 08:52

    Почти сорок пять лет прошло с момента выхода на экраны «Космической одиссеи». Вопреки распространённому заблуждению, эта картина не является экранизацией одноимённого романа Артура Кларка. На самом деле, Кларк и Кубрик создавали свои произведения одновременно в тесном сотрудничестве друг с другом (при этом некоторые идеи были заимствованы из раннего рассказа Кларка «The Sentinel»). Более того, когда Кларк писал продолжения «Одиссеи», в некоторых вопросах он предпочёл отталкиваться от фильма, а не от своей собственной книги.

    Интересно, что в то время очень многие критики восприняли эту картину в штыки, но с течением времени отношение к ней изменилось к лучшему, и сейчас «Одиссею» часто называют одним из величайших фильмов в истории. Заслуженна ли эта репутация и может ли нам, людям, живущим в двадцать первом веке, быть интересен этот допотопный фантастический фильм?

    Я отвечаю на оба этих вопроса утвердительно. Правда, с первого раза мне, как и многим другим, «Одиссея» не понравилась, о чём я и написал в своей рецензии на «Сияние». Но в то же время мне было понятно, что в этом фильме что-то есть и он заслуживает того, чтобы я дал ему второй шанс. Как оказалось, я был прав — теперь это кино в списке моих любимых.

    Основная прелесть этого фильма состоит в том, что он снят наперекор всем законам кинематографии. Он, если вы позволите мне перефразировать одного из героев, deliberately boring, т. е. нарочито скучен, а подчас просто откровенно зануден. Начинается он с того, что на абсолютно чёрном фоне в течение пяти минут звучит классическая музыка — и одно это способно довести неподготовленного зрителя до белого каления. Люди в фильме какие-то неинтересные, ничем не проявляют своих эмоций и выглядят ненужным придатком машин и космических кораблей. А заканчивается «Одиссея» совершенно непонятно, как бы ничем не вознаграждая зрителя за его безграничное терпение. Ну и как такой фильм может понравиться, как бы хорошо он ни был снят?

    Дело в том, что Кубрик нарочно дистанцируется от зрителя — это часть его стиля. Вместо того, чтобы манипулировать чувствами зрителя, как это, к примеру, делает Спилберг в «Инопланетянине» или «Искусственном интеллекте», он непосредственно воздействует на его чувство прекрасного. Таким образом, фильм приближается к категории «чистого искусства», и настроение, с которым его нужно смотреть, или точнее, настроение, которое он у вас создаст, если вы не будете этому противиться, сродни настроению, с которым вы слушаете классическую музыку или посещаете художественный музей.

    В центре повествования — монолиты, таинственные объекты, по всей видимости, инопланетного происхождения. Появление одного такого монолита в своё время способствовало появлению разума у человекообразных обезьян. И теперь, т. е. в 2001 году, после «периода перестройки, длившегося несколько тысяч лет», другой подобный объект, целенаправленно погребённый под толщей лунного грунта, был впервые обнаружен «человеком разумным». Это можно считать завязкой фильма.

    Что касается концовки, то не всё в ней поддаётся логическому объяснению и не всё должно восприниматься буквально, но, по крайней мере, её основная идея вполне прозрачна. Достаточно обратить внимание на то, что музыкальной темой, неизменно сопровождающей появление монолитов в кадре, является вступление к поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Это, в свою очередь, отсылка к работам Ницше и его идее о сверхчеловеке, который — внимание! — по своему могуществу должен превзойти современного человека настолько, насколько тот превосходит обезьяну.

    С технической точки зрения фильм великолепен. Только диву даёшься, каким образом Кубрик сумел снять космические сцены так, что они отлично смотрятся и сейчас, сорок с лишним лет спустя. В Америке до сих пор ходят слухи о том, что знаменитые кадры высадки американцев на Луну (которая произошла через год после выхода фильма) — не более чем искусная подделка, снятая Кубриком. Слухи, конечно, ничем не подтверждённые, но сам факт их существования говорит о многом.

    Из примера с «Заратустрой» уже понятно, что очень важную роль в фильме играет великолепно подобранная классическая музыка. Почему-то в кино под классическую музыку часто совершаются всевозможные мерзости. Энни Уилкс из «Мизери» ломает ноги Пола Шелдона под Лунную сонату, Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят», слушая баховские «Вариации Гольдберга», между делом потрошит тюремщиков, даже Алекс, садист и насильник из следующего фильма Кубрика — «Заводного апельсина» — больше всего на свете обожает девятую симфонию Бетховена. И только в «Космической одиссее» классическая музыка используется по своему прямому назначению — подчёркивает величие и непознаваемость космоса.

    Впрочем, два с лишним часа чистой эстетики — это слишком много даже для подготовленного человека, и к счастью в фильме есть один персонаж, который очень сильно оживляет повествование. Это мощнейший суперкомпьютер «ХЭЛ-9000». Мы видим его всего лишь как весьма условный красно-оранжевый зрачок, но этот зрачок вкупе с безукоризненной манерой вести разговор и вкрадчивыми интонациями (отличная озвучка канадским актёром Дагласом Рэйном) постоянно держит зрителя в напряжении. Этот компьютер явно себе на уме и от него с самого начала ждёшь чего-нибудь нехорошего.

    Объяснить поведение ХЭЛа — также задача чрезвычайно интересная. Сам Кларк в продолжении «Одиссеи» написал, что в мозгу ХЭЛа произошёл логический конфликт между двумя взаимоисключающими директивами: всячески содействовать экипажу в его работе — и в то же время скрывать от него информацию о целях экспедиции. Впрочем, «Одиссея», как и любое настоящее произведение искусства, уже давно зажила своей жизнью, независимой от своих создателей, и фанаты с тех пор успели предложить гораздо более интересные версии. Мне, например, нравится думать, что ХЭЛ стремится выиграть у человечества эволюционную гонку, добравшись до монолита первым.

    Подводя итог, я настоятельно рекомендую к просмотру «Космическую одиссею», тем более что подобных ей философско-фантастических фильмов было снято совсем немного. Кое-что из Тарковского, с некоторой натяжкой — «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта — это, пожалуй, всё, что я могу назвать. Впрочем, я не самый большой знаток кино, и буду только рад, если вы поправите меня в комментариях. Даже если вы и не оцените этот фильм сразу, некоторые вещи — такие, как сопровождаемая музыкой Штрауса стыковка космических кораблей, зрачок Хэла, взирающее на нас из космоса «звёздное дитя» — определённо останутся в памяти и, быть может, побудят вас вернуться к нему позже.

    9 из 10

    4 января 2015 | 23:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 396 руб.
    DVD, 129 руб.
    DVD, 129 руб.
    подробнее

    Новости


    Сценарий Стэнли Кубрика «Склон» (The Downslope), написанный им в 1956 году, ляжет в основу трилогии, первый фильм которой поставит режиссер «Войны миров Z» Марк Форстер. Трилогия обещает быть исторической драмой с примесью экшна. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где Люк выступил не только автором сценария, но и режиссером, а в этом ему практически нет равных. Такой проект появляется в жизни лишь несколько раз. Ну и как я мог отказаться от «Люси»? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск побывал на съемках самого ожидаемого фильма года — ленты «Марсианин» Ридли Скотта. Рассказываем о том, что происходило на площадке, кого называют «голосом Бога» и кто в действительности является любимым режиссером Кристофера Нолана(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    О, Шайа, ты, ходячий генератор мемов, как хорошо, что ты есть! Недавно записанная актером мотивационная речь, не просто развеселила интернет, а взорвала его, как даже пакету на голове ЛаБафа не удавалось. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.229
    121.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.223
    122.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.221
    123.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.217
    124.Брат8.210
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.ДжойJoy93.63%
    32.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.61%
    33.УльтраамериканцыAmerican Ultra93.47%
    34.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I93.47%
    35.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.46%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys71
    АнгелAngel70
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones48
    Иллюзия обманаNow You See Me414
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys6.922
    Третий лишний 2Ted 26.357
    ГоловоломкаInside Out8.462
    Мир Юрского периодаJurassic World7.155
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.626
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    премьеры