всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время160 мин. / 02:40
Номинации (3):
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
59 + 3 = 62
9.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • В основу фильма легли рассказы Артура Ч. Кларка, автора тетралогии «Космическая одиссея», который сам и работал над сценарием.
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращаться съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • В своих исследования Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 18 фактов
    Трейлер 03:32

    файл добавилGreenSide

    все трейлеры

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1481 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как происходит трансформация? Иногда ее описывают как постепенную, плавную смену содержания и/или декораций. Иногда переход в новое качество сравнивают с бумом, резким коренным переломом. И то, и другое — модели. Жизнь бесконечно сложнее. Однако ничто не мешает нам в повседневности использовать все множество теорий и идей, выдвинутых лучшими мыслителями и философами. Взять, скажем, Ф. Ницше с его труднопересекаемыми идеями о «сверхчеловеке» и «вечном возвращении». Как заповедал нам написавший «Так сказал Заратустра», человек — это промежуточная стадия между животным и сверхчеловеком. В то же самое время, мир повторяет сам себя в вечном циклическом движении по кругу. А ведь это могло бы стать центральными идеями какого-нибудь произведения искусства, не исключаю пока, что и кинематографа. Однако если это фильм, то одного философского дискурса еще недостаточно. Нужен зрелищный видеоряд. Сверхчеловеческое, как нечто находящееся по ту сторону от заурядности проживаемого настоящего, лучше поместить в декорации будущего. Например, снять фантастический фильм с вращающимися космическими кораблями, напоминающими своим движением идею цикличности и одновременно поместить зрителя в атмосферу победы интеллектуального в человеке как высшей стадии его эволюционного развития. Кроме того, этот пик рассудочности и научности человеческого мира будет выглядеть намного выше, если использовать прием антитезы, сопоставив технологическую развитость природной естественности. Но тогда фильм должен начинаться с кадров, повествующих о предчеловеческой, животной стадии существования (тем более что, Ницше явно указывает нам на это). Начало положено.

    Итак, приматы в декорациях молодой планеты. Пусть так. Но в этом мире, лишенном разума, доминируют инстинкты. Инициатива подавлена стадным чувством и покорением вожаку. Межплеменные стычки часто ограничиваются криками и запугиванием. Должна быть точка невозврата, толчок извне, который разрушит привычный природный порядок, некий преобразующий элемент, своеобразный «философский камень», осуществляющий полную и безоговорочную трансформацию. Этот камень, будучи символом некого правящего порядка, некой высшей гармонии (что надо отразить в его геометрии, подойдет идеальная сфера или гладкий полиэдр, будет очень удачно, если название фигуры как-то будет созвучно имени или фамилии режиссера, хотя это и необязательно), должен до неузнаваемости изменить весь ход человеческой истории. И чтобы показать всю грандиозность и масштабность этого события стоило бы даже предварять появление этого камня показом кадров с неким редким космическим событием, чем-то вроде солнечного или лунного затмения, выстраивания небесных тел в ряд. Конечно, это может отвлечь зрителя и вызвать непонимание, но кто говорил, что разговор о трансформации будет простым. Итак, мы остановились на явлении перволюдям некого внеземного объекта. Можно попытаться сконцентрировать внимание зрителя на процессе контакта земного и внеземного, первочеловека и бога, трансформируемого и трансформирующего, неидеального и абстрактного и идеального (так проявляется модельность мышления). Что должно измениться в поведении приматов? Во-первых, они должны стать людьми. Но произведение искусства не было бы таковым, если оно не затрагивало бы идею двойственности (модельность мышления должна проявиться и здесь). Любое преобразования имеют и негативные последствия. Что существо приобретает вместе с разумом, самостоятельностью и волей? Способность к агрессии. В фильме должны появиться канонические, почти что библейские кадры жестокости (каино-авелевской масштабности), со сценой (брато-) убийства. Скачок, переход в иное бытие, бытие человека.

    Антитеза звучит в полную силу. Пик человеческой развитости. Наука, техника, космические корабли. Человек, покоряющий просторы Вселенной. Прогресс, но прогресс, доставшийся за определенную цену. Человек должен быть изображен в полном отрыве от природы, от породившей его матери. Холодный и безэмоциональный индивид будто бы лишенный души. Никаких сцен проявления обычных человеческих чувств. Люди вкладывают свои души, и тем умертвляют их, в создание роботов, компьютеров. Назревающий кризис должен быть сопровождаем повторным явлением чудо-преобразователя (и масштабными космическими сценами затмений). Побочной идеей фильма может стать мысль о тупиковом пути развития, о ненадежности техники, о компьютерных ошибках, неизбежно возникающих по вине ошибающегося человека. И на грандиозном фиаско можно было бы закончить фильм-катастрофу. Но, нет. Не будем упрощать и без того простые выкладки выше. Трансформация еще не закончена. Ницше обещает нам появление сверхчеловека.

    Сюжет кинокартины должен явить зрителю героя, человека, способного лицом к лицу столкнуться с абстрактной запредельностью, Одиссея, который, пройдя через все трудности духовной трансформации, вернется туда, откуда прибыл, в родную Итаку, чтобы поведать людям об увиденном, стать их пророком, носителем вечной правды. Финальными аккордами кинофильма должны стать труднопостижимые рациональным умом кадры, разрушающие привычные шаблоны. Шаблоны восприятия, и не только зрительские, но и стереотипы главного героя. Он должен осознать игру Высшего разума ("лилу» в индийской мистической философии), понять, что он фигура на шахматной доске (кадр в комнате с полом в виде шахматной сетки 8x8). Обретя мудрость, узрев Абсолют (абсолютно гладкий, ровный… камень, a propos главный герой фильма) и умерев в своей старой оболочке, герой трансформируется в сверхчеловека («Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребёнком становится лев»), который теперь готов к возвращению на Землю таким, каким он прежде никогда не был…

    P.S. Атмосферу получившегося атмосферного кино хорошо дополнят «Атмосферы» Дьёрдя Лигети, вальс «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса (будет созвучен танцевальному кружению предметов, подчеркивая вневременной, вечный характер ницшеанского «возвращения»), фрагмент из произведения «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса (очень символичен ввиду постоянных цитат и аллюзий на работы великого философа XIX века).

    P.P.S. Завершу эссе той мыслью, с которой начал. Как меняется мир вокруг нас, как меняемся мы сами, можно только догадываться. Имея в своем распоряжении те средства, которыми нас снабдили, мы строим теории, модели, предположения. Именно таким развернутым, но надеюсь достаточно емким, предположением логики создателя (замечательного, снятого в 1968 году, но выглядящим до сих пор современно) фильма «2001: Космическая одиссея» (великого кинорежиссера Стэнли Кубрика) и является этот текст.

    14 апреля 2014 | 15:44

    Смысл сего творения (а также мораль) можно только высосать из пальца. Что в это вкладывал режиссер, только ему и осталось известно. Артхаус артхаусов, не иначе.

    В фильме есть интересные сюжетные «зацепки», но ни одна из этих зацепок не вылилась в захватывающую внимание сюжетную линию.

    Так мы и не поняли, зачем инопланетяне расставили свои артефакты-монолиты, зачем нам показали «обезьян», овладевших орудиями убийства (покажите тогда нам Темные века средневековья и эпоху Возрождения…). Весьма интересная задумка с взбунтовавшимся компьютером закончилась в итоге без всяких интриг, предсказуемо. Данная тема в сто крат лучше раскрыта в рассказе «Человек по Платону» Р. Шекли.

    С физикой у авторов серьезные проблема: актеры не смогли передать невесомость, было забавно наблюдать попытки актрисы-«стюардессы» неуклюже ходить как бы в магнитной обуви, или как летчик корабля в невесомости (!) облокачивался (!) на спинки сидений… Это эксперты НАСА подсказали?

    Итак, фильм невообразимо нуден, имеет невнятные сюжетные линии, бессмысленные диалоги, местами сопровождается ужасными психоделическими звуками и видеорядом.

    Из плюсов — только некоторые декорации и футуристические идеи.

    5 из 10

    30 мая 2011 | 23:55

    Классика кинематографа, культовый научно-фантастический фильм легендарного Стэнли Кубрика 1968 года предлагает отравиться нам не только в далекий Космос, но и через всю эволюцию человечества. Фильм основан на рассказе Артура Кларка (которого наряду с Айзеком Азимовым и Робертом Хайнлайном называют «большой тройкой» научных фантастов, как оказавших большое влияние на жанр в середине XX века) «Часовой». Кларк работал с Кубриком над написанием сценария еще до выхода в свет романа. Фильм был создан за десять лет до появления эпичных «Звездных войн», знаменую начало космической лихорадки.

    В центре сюжета серия встреч людей с метафоричным черным монолитом, имеющий правильную форму прямоугольного параллелепипеда с соотношением сторон 1:4:9, то есть отношение квадратов первых трех натуральных чисел, который оказывает влияние на ход человеческой эволюции. Фильм разделен на несколько глав.

    В этом фильме Кубрик проявил себя как новатор визуальных эффектов. Картина значительно отличается от предыдущих работ режиссера в художественном плане. Из двух с половиной часов, в фильме всего сорок минут диалогов, первые слова произносятся только на 23 минуте, за что картина получила нападки со стороны критики. Самые памятные слова принадлежат компьютеру HAL9000, что говорит о противопоставление будущему миру машин. Первоначально фильм имел успех только у молодого зрителя, который относился к контркультуре 60ых.

    Режиссер хотел создать фильм об отношение человека и Вселенной. Космос в нем представлен не пугающим, а прекрасным. А движение кораблей, будто движение во время вальса, сопровождающиеся классической музыкой Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Смелое использование в фильме популярной и классической музыке — еще одна особенность Кубрика. Панорамный вид, крупный план и метод «блуждающей маски» создают завораживающее путешествие в бесконечной мгле. «Одиссея» поражает своими декорациями. Фильм проносит нас от начала появления Homo sapiens до появления нового «космического» сверхчеловека, в этом чувствуется русский «космизм» и философия Циолковского.

    При создании фильма были привлечены много консультантов из НАСА. Для того чтобы создать лунную поверхность, режиссер перемыл и перекрасил несколько тонн песка. Сцены посадки на Луну, а также движения астронавтов, полёты космических кораблей, состояние невесомости выглядят настолько реалистично, что в Америке до сих пор распространены слухи, будто в 1970-х годах Кубрик участвовал в так называемом «лунном заговоре» и снимал в Неваде сцены высадки на Луну американских астронавтов проекта «Аполлон».

    Название фильма восходит к Гомеровской «Одиссеи», только вместо бесконечного моря современный человек противостоит Космосу.

    Картина Кубрика насыщена элементами сюрреализма и пронизана иронией над технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от подозрительности и недоверия к созданным ими же машинам. В одном из интервью Кубрик заявил, что «сердцем фильма» является «понятие Бога». Однако он предпочёл представить высшее сознание не в виде «антропоморфных существ с другой планеты» или «седого старика на облаке», а геометрически совершенной фигуры. Артур Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов». А Кубрик на все вопросы отвечал так: «Эти вопросы я предпочитаю не обсуждать, потому что они очень субъективны и ответы на них будут меняться от зрителя к зрителю. В этом смысле фильм становится всем тем, что зритель видит в нём. Если фильм вызывает эмоции и проникает в подсознание зрителя, если он стимулирует какие бы то ни было, пусть зачаточные, мифологические и религиозные стремления и импульсы, то это его успех».

    Как и любая фантастика, в фильме делаются невольные предсказания. Из сбывшихся отметим: существование нескольких упомянутых компаний: «Би-Би-Си», «IBM», «Аэрофлот», «Хилтон»; телевизор в спинке кресла самолёта; биометрическая идентификация человека; плоские экраны мониторов на основе жидких кристаллов или плазменных панелей; планшетные компьютеры. Из не сбывшихся: полет на Юпитер; искусственный интеллект; существование СССР; имитация силы тяжести на корабле с помощью центробежных сил; технологии, позволяющие вводить человека в состояние анабиоза; коммерческие рейсы в космосе (первые коммерческие полёты частных компаний выше стратосферы начались в 2004 году).

    Этот фильм прекрасное творение режиссерской мысли и старания многих людей. Стивен Спилберг назвал его «Большим Взрывом» поколения. В 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США.

    По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.

    13 июня 2013 | 12:16

    В первый раз смотрел эту картину (именно картину) лет 7 назад (когда мне было 21). Фильм оставил на меня неизгладимые впечатления. Может потому, что я в то время увлекался сюрреализмом и философией. Для меня полотна Дали оказывали почти тот же эффект, что и финальная сцена в белой комнате с черным монолитом и «будущим эмбрионом» человечества.

    В последний раз просмотрел фильм пару дней назад и решил написать сие «откровение».

    Начну по порядку:

    1. А знаете для чего первые 5 минут (и в промежутках тоже) нет видеоряда и в динамиках звучит хаос?

    (Ответ: этот метод используют для открытия подсознания и «зомбирования» личности.) Тот же эффект использовался и в псевдо-документальном фильме «Дух времени» Zeitgeist — гениально!

    2. В кадрах с монолитом в аудиоряде использованы шумы и прочие «ужасающие» человеческие голоса в диссонансе, вызывающие подсознательно панику и первородный инстинкт боязни и восхищения перед необъяснимым и неизведанным. Тот же эффект был и у приматов в начале фильма, которые впервые увидели монолит, не вписывающийся в их рамки восприятия, а так же «ультразвук» монолита на Луне, отпугивающий астронавтов.

    (шумы, инфрашумы и ультразвук используется в современном вооружении, как психотропное оружие, действующее на подсознание людей).

    Представляю первых участников данного «массового эксперимента» на большом экране в 1968 году. Ах вот откуда Оскар!?

    3. В видеоряде использованы попеременно меняющиеся цвета и узоры в определенном порядке, также оказывающее гипнотическое воздействие на психику человека.

    Итог:

    Данное произведение Кубрика является великим аудио-визуальным экспериментом прошлого столетия, воздействующим на подсознание зрителей. А Кубрик великий гений режиссуры, НЛП, гипноза и спецэффектов (по крайней мере в данном фильме).

    Совет:

    Не надо ничего понимать, расшифровывать, объяснять. Это великий художественный фильм-эксперимент (действие в фильме — около 30-40 минут, в борьбе с искусственным интеллектом). Остальное — гипноз, виды космоса, спутников и земли и КЛАССИКА!

    3 ноября 2010 | 20:04

    Столько уже сказано про Стенли Кубрика, что не хочется повторяться, а потому поговорим лучше о фильме.

    Сразу скажу, что отношусь к тому типу нетерпеливых людей, которых затянутые сцены на экране заставляют нервничать и проматывать фильм вперёд. Но тут, за исключением нескольких моментов, мне всё же удалось выдержать характер, причиной тому стали великолепные виды космоса и планет, совершенно потрясающие визуальные эффекты, даже сейчас, при всех доступных спецэффектах, поражающие воображение и завораживающие масштабностью и глубиной своей простой красоты.

    Сюжет представляет собой своеобразную картину эволюции человеческого сознания, дополненную неким мистическим, инопланетным, божественным элементом, в зависимости от того, что вы сами хотите там увидеть. Кубрик предоставляет нам свободу выбора, что, надо сказать, замечательно, так как фильм не создаёт конфликта на религиозной почве.

    Итак, что же мы видим? Поначалу обезьян, научившихся использовать орудия, которых, возможно, подтолкнуло к этому прикосновение к чёрному монолиту, потом перед нами предстаёт уже «наше» время, где человечество активно исследует до сих пор одно из самых таинственных и притягательных космических тел в доступном нам пространстве космоса — Луну, и именно там люди находят второй монолит, излучающий мощный радиосигнал. В третьей части фильма центральное место занимает конфликт человека и машины, кто же в этой борьбе, в конце концов, сможет одержать верх? Мощный и непогрешимый компьютерный мозг, которому не нужны системы жизнеобеспечения, или хрупкий человек, обладающий, бесспорно, разумом гораздо более совершенным, чем любой, созданный им, суперкомпьютер. Но Кубрик хочет не только показать силу человеческой натуры, но и механизм, дающий нам толчок к дальнейшему развитию век за веком, тысячелетие за тысячелетием — борьба за выживание, это такой мощный стимул, что прогресс не заставляет себя долго ждать.

    Концовка фильма… это самая неоднозначная и противоречивая его часть. Кто-то может совсем не понять её, если всё же сумеет высидеть до неё 2 часа, кто-то увидит воодушевляющую картину величия вида хомо сапиэнс, кто-то ничтожность человеческого существования по сравнению со Вселенной и существами, или существом, гораздо более развитым, чем мы.

    В любом случае, люди на Земле, словно младенцы в колыбели, о которой пока кто-то заботится и оберегает. Мы ещё не осознаём всей важности своих жизней и ведём себя эгоистично, как настоящие маленькие дети. Мы по-настоящему не способны представить себе масштабов Вселенной, находящейся вокруг нас и больше боимся познать, чем познаём. Естественный отбор существовал всегда и слабые погибали первыми, надо надеяться, что с нами такого не случится.

    Напоследок хочется сказать, что этот фильм, безусловно, на любителя, причём на любителя подумать. Не ждите захватывающего экшена, рассчитываете на вдумчивый и масштабный артхаус.

    28 мая 2010 | 23:43

    «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».

    Одной этой строчкой из самого знаменитого ницшевского романа «Так говорил Заратустра», можно охарактеризовать весь постулат самого великого из великих научно-фантастическо-философских фильмов всех времен.

    Человечество кичится своими научными достижениями, появляющимися из года в год, но так и не познало сути, самого главного — смысла своего существования. Кто мы, откуда мы, для чего мы? Извечные вопросы, на которые, в ближайшее будущее мы вряд ли сможем найти ответы. Даже если и получим, то, скорее всего, будем чрезмерно удивлены их возможной простотой и очевидностью.

    Кубрик шагнул на несколько десятилетий вперед, его «Космическая одиссея» — это картина, опередившая своё время, как в техническом, так и в философско-моральном плане. По ходу просмотра фильма в моей голове возникало множество вопросов: «зачем», «почему» и «что» режиссёр нам хотел показать своими специфичными художественными приёмами, но уже к середине картины они сошлись на нет — все вопросы на потом. Весь фильм — это одно сплошное эстетическое удовольствие. Наслаждение непередаваемыми словами, завораживающими зрительными образами вкупе с гениальной классической музыкой. Игра цвета и звука, пожалуй, это одна из самых важных составляющих «Космической одиссеи 2001 года».

    Стоит только сейчас себе представить, что съемки картины начались спустя четыре года после первого полёта человека, нашего соотечественника Юрия Гагарина, в Космос. В мире во всю идёт «холодная война», которая едва не переросла в «горячую». 1965 год — этап «разрядки международной напряженности», Стэнли Кубрик начинает съемки картины, в которой советские и американские астронавты сотрудничают вместе. Да, кто бы мог тогда такое подумать? И вот, буквально по истечению четырёх лет после выхода фильма на большой экран, объявлен старт советско-американской космической кампании «Союз-Аполлон».

    У меня в памяти, при воспоминании того или иного просмотренного фильма, всегда встаёт образ, яркий фрагмент. В случае с «Космической одиссеей» перед глазами возникает корабль-«хребет» величественно проплывающий в тёмном космическом пространстве. Или ещё один фрагмент — неподдельно удивленный взгляд, сквозь стекло шлема скафандра, астронавта Дэйва Боумана, узнавшего о цели своей миссии.

    Дерзко и смело раздвинув границы киноискусства, Кубрик, словно спрашивает нас, современное поколение, спустя эти годы: «Ну что, Человек, насколько далеко ты отошёл от той первой обезьяны, поднявшей палку на своего сородича? Куда делось твоё стремление к самопознанию? Что же вы все не прекратите свои междоусобные войны и не направите свои амбиции на путь созидания?»

    30 августа 2011 | 06:35

    Гений зрительного образа, Стэнли Кубрик, создал фильм, который понять однозначно невозможно. Режиссер показывает невероятную картину со всеми земными и неземными красками, которые переносят нас в иное время в иные мира, за «пределы бесконечности».

    В начале было «ничего»-темное пространство и что-то неведомое кажущееся в нем. Так и начинается фильм. Затем мы переносимся во времена нашего начального этапа развития-звериного. Невероятно красивые пейзажи, которые никто из нас не разу не видел и возможно не увидит. Невероятно естественные австралопитеки с животными инстинктами, по-моему мнению, даже немного чувственные. И вот чудо — палка!То что нас сделало людьми.

    Второй этап — настоящее. Новые технологии, новые перспективы, новые орудия-уже космические «палки-звездолеты». Третий-то, что недоступно нашему разуму…

    И во всем прогрессе связано что-то невероятно высшее, возможно идеальное, неподвластное объяснению — абсолютно черный монолит, который покажет тебе весь свет, всю жизнь, и воссоздаст тебя таким же абсолютным.

    Сюжет завораживает… Пробегают мурашки при просмотре картины с совокупностью психологическо-классической музыкой. С. Кубрик не пользуется словами он просто показывает всю картину времен, сути человеческой и даже идеального. Невероятные неземные краски завораживают еще более сюжета.

    Не каждый в силу средств может показать такую картину. Фильм 1968 года, но, удивительно!, по визуальному ряду пока ничто не может сравниться с этим фильмом. Одним из самых сложных и самых красивых лент кинематографа. Фильм неразвлекательный-но ценный.

    Кубрик не расскажет вам о сущности, смысле бытия, он просто покажет каким он может быть, не даст ответов, а больше вопросов. Сценарист, А. Кларк:«Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».

    Для меня фильм открыл необычайную простоту необъяснимого… Просто сложно определить словами-смотрите!

    10 из 10

    11 апреля 2010 | 03:00

    В один жаркий африканский день стая лохматых обезьян проснулась и обнаружила, что в их мире что-то не так. Посреди скал и песков, где они жили испокон веков, стоял странный чёрный обелиск. А над ним было всё такое же небо, всё так же восходило солнце, и по ночам вспыхивал рогатый месяц. Но обезьяны уже не смогли жить, как прежде. Они стали менять мир вокруг, и началась история человека.

    Прошли тысячи лет, и память об этом событии стёрлась. Люди смогли не только глядеть на небесные светила снизу вверх — они построили корабли и сами полетели навстречу космосу.

    Так проходят первые полчаса фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея». Снято кино в конце шестидесятых — в конце эры первых полётов в космос. Казалось, ещё совсем чуть-чуть — и людям откроются все тайны Вселенной. И это сразу же бросается в глаза, когда смотришь фильм Кубрика. На протяжении двух часов произошёл всего один взрыв (да и тот в безвоздушном пространстве), прозвучало от силы страниц пять диалогов… Как-то не так выглядит привычный science-fiction!

    А всё потому что здесь главное — фантазия. Как выглядит полёт в космос? Как устроены космические корабли? Как едят звёздные скитальцы? Показу этой надвигающейся реальности Кубрик отдаётся с головой, не заботясь о минутах утекающего экранного времени. И мы вовлекаемся в этот процесс.

    Тем более что смотреть есть на что. По полёту фантазии и по убедительности исполнения перед лентой 1968 года меркнут все фильмы на схожую тематику. Корабли, детально продуманные и внутри, и снаружи, база на Луне, чёрная пасть космической бесконечности… В финале мы увидим даже новую планету (и после этого зрелища планета Пандора кажется просто детским лепетом).

    Так же тщательно проработан звуковой ряд. Мы слышим звуки космоса, потусторонние шумы. И единственная музыка — мелодии Штраусов и Хачатуряна. Классика, которая вечна.

    Вообще, говоря о космической фантастике, мы говорим об «Одиссее» и, наверно, только о ней. Остальные — даже «Солярис» Тарковского — продолжатели, притом не самые удачные. Я уж не говорю о примитивщине вроде «Звёздных войн», «Стар Трэка» или того же «Аватара» — они только растиражировали и вульгаризировали находки этого шедевра.

    Сюжет фильма, несмотря на свой минимализм (по-хорошему действуют только два человека), предлагает несколько слоёв действия.

    Локальный конфликт — полёт на Юпитер. Два человека на огромной станции. Ещё три участника экспедиции погружены в анабиоз — в целях экономии воздуха. Неожиданно сходит с ума бортовой компьютер. На экране ни одного резкого движения, звук не поднимается ни на децибел — но напряжение растёт от минуты к минуте. Этот конфликт прочитан по губам, сконцентрирован в немигающем красном светодиоде компьютера, рассказан языком кардиограмм анабиотиков.

    И этот локальный конфликт оказывается лишь звеном в замысле безымянной космической силы, которая создаёт в разных уголках Вселенной разумную жизнь. Символ разума — обелиск. Тот самый, что сделал из гоминидов Homo sapiens. Финал фильма — смерть, но смерть это не конец. Человек утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, вечером на трёх. Но после каждого вечера наступит новое утро. Смерть астронавта вдыхает жизнь в новую планету.

    И начинается новое утро.

    Новая история.

    10 из 10

    21 апреля 2010 | 12:55

    Мой самый любимый фильм Кубрика хотя бы из-за того, что 10 лет назад, когда я его увидел по телевизору поздно ночью, он перевернул моё восприятие всех фильмов. А когда я узнал, что этот фильм был выпущен задолго до «Звездных войн», то восприятие окончательно поехало в какую-то другую сторону.

    Я думаю, что каждый должен увидеть сцену вертящегося в открытом космосе спутника под классику. И именно надо видеть ночью! Тот спектр эмоций который получаешь при этом ни с чем не сравнить! Она уникальна как и фильм.

    И сама тема фильм о противостоянии человека и компьютера будоражит всех до сих пор. Картина всегда будет актуальной.

    Классика! Гениальный фильм!

    10 из 10

    13 марта 2009 | 21:29

    Иногда хочется начинать свои примитивные статейки как-нибудь очень красиво, громко. Что-то типа: я в восторге, это непревзойденный шедевр, нет слов. Но не деле все это лишь пустые слова, а хочется написать что-то действительно звучное, яркое, может даже — странное, непонятное. К чему это я? «Космическая одиссея», кроме всего прочего, оставляет нам возможность по-настоящему задуматься или что-то понять. Нет, не изменить и не переосмыслить, это сложнее. Это не еще один «фильм, который заставляет задуматься» и не какой-то второсортный «непризнанный шедевр». Вытерпеть такой фильм могут все, но писать в своих отзывах что-то, типа: «Фильм безбожно затянут» или «Сюжет не движется. Он статичен»… зачем? Ты хотел увидеть красочное путешествие с массой экшна и спецэффектов? Странно, но ведь это действительно так: те, кто ценят такое кино не смотрят его ради зрелища. Не знаю, что говорить, но ведь и я люблю зрелище. Просто люди тем и отличаются, что могут в нужных момент перестроится, настроится на то, что будет в следующую секунду. Согласитесь, глупо идти на летний блокбастер и ожидать мозгового штурма. Вот и здесь, если вы присматривались к визуальному содержанию, то вы не смотрели, вы потребляли. Этот продукт создан не просто так, хотя и оставляет кучу/гору/массу вопросов. Это кино, да, глубокое и многогранное.

    Хочется каждую минуту отмечать затянутость?! Да пожалуйста. Пишите, что фильм глуп и «не о чем». Да и сюжета особого у фильма нет. Не хочется писать глупость, но при всей своей непонятности, иногда нелогичности, а порой и вовсе странности, «2001: A Space Odyssey» — шедевр. Это не пустые слова. Не надо искать умопомрачительные сценарные ходы и думать, что будет происходить с этими персонажами. Хотя нет, стоп. Думать надо, точнее — придется. Если ты, конечно, что-то хочешь понять и усвоить. Начинается фильм довольно странно, необычно, необыкновенно — как хотите. Просто черный экран. Красивая музыка. Вроде ничего особенного. Задумайтесь, что вы в этот момент делали? Я вот, например, думал. Не важно, о чем. Я не мог оторвать взгляд от экрана. Это гипноз. Ничего оного, но уйти, выключить, перемотать становится просто невозможно. Магия.

    Ключевыми персонажами во всем этом фильме будут две вещи. Не люди. Робот и черный монолит. HAL-9000 — персонаж на самом деле феноменальных и не похож ни на кого ни из людей, ни из себе подобных. Он уникален. Он способен самостоятельно думать и принимать решения. А ведь снимали это 42 года назад. Некоторые до сих пор могут придумать разве что злобного тостера, который будет людей убивать. А HAL был готов пойти на все, чтобы выполнить цель. Он не вышел из строя, он начал думать. А значит — жить. Монолит же появляется из ниоткуда и каждый раз играет самую важную роль. «Для чего? Зачем он нужен? Откуда он?» — это вопросы не о большом камне, а о нас самих. Для чего мы здесь? Кто мы? Зачем мы нужны? Откуда мы появились? — эта глыба пробуждает в нас чувство интереса и заставляет, что бы вы думали, думать. Люди в этом фильме — фон. Второстепенные персонажи. Они приходят и уходят. Вселенная вечна.

    Вальс и основная мелодия известной телепередачи «Что? Где? Когда?». Музыка Рихарда Штраусса затмевает собой все и заставляет не просто задуматься: это, прежде всего, настоящий мощный мозговой штурм. Да-да, я об этом ранее говорил. В плане музыкального содержания этому фильму нет и равных, наверное, не будет. Просто классику забыть невозможно.

    Этот фильм целиком и полностью пропитан эдаким Кубриковсикм стилем. Мы можем спокойно не понимать чего-то, можем отвергать и ненавидеть. Нельзя делать только одного — отвергать, пренебрегать и попросту проходить мимо. Такое кино уже не снимают. Как бы это не звучало пафосно, «2001 год: Космическая одиссея» заставляла, заставляет и будет всегда заставлять людей думать. Это и изумительные хитрые приемы мастера-режиссера, и уникальный саундтрек, и персонажи, которым равных найти почти невозможно, и тот факт, что этот фильм понять нельзя, ведь он действительно безграничен. Примитивные словечки закончились. Что же, теперь. Этот фильм действительно перевернул мир и представление о космосе. Это бессвязных кадров, но гениальных набор. Это шкатулка, в которой хранятся самые дорогие богатства, но в тоже самое время — эта шкатулка пуста. Мы должны сами ее заполнить.

    как-то так…

    10 из 10

    4 января 2011 | 18:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 297 руб.
    саундтрек, 561 руб.
    саундтрек, 532 руб.
    подробнее

    Новости


    Оператор Кристофера Нолана Уолли Пфистер готовится показать миру свой режиссерский дебют, фантастическую драму «Превосходство» с участием Джонни Деппа. На днях Пфистер рассказал, почему предпочел снимать картину на пленку, а также о том, какую фразу из трейлера вы не услышите в фильме. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Учителя на замену“ мне удалось снять всего за 20 дней — это ужасно мало, разумеется. Но в тепличных условиях хорошее кино тоже редко когда получается. В этом, с другой стороны, и заключается прелесть жизни — все время приходится преодолевать какие-то трудности... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    16 мая в российском прокате стартует новая часть эпопеи «Звездный путь» — «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса. В честь этого события КиноПоиск вспоминает фильмы, сформировавшие стиль научной фантастики в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хотите прямо сейчас отправиться на роад шоу по фильму «Годзилла» при участии режиссера картины Гарета Эдвардса? Тогда вам сюда! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    100.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.273
    101.Меня зовут КханMy Name Is Khan8.273
    102.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись8.272
    103.Адвокат дьяволаThe Devil's Advocate8.268
    104.Общество мертвых поэтовDead Poets Society8.268
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.54%
    2.Багровый пикCrimson Peak95.49%
    3.ИсчезнувшаяGone Girl95.46%
    4.ЛюсиLucy95.43%
    5.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.95.37%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Большое приключение2
    Господа Головлевы1
    Я плюю на ваши могилыI Spit on Your Grave253
    Проклятье 3D 2Sadako 3D 24
    Анечка1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.010
    Скорый «Москва-Россия»5.340
    ДивергентDivergent7.216
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.671
    СаботажSabotage5.674
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры