всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время146 мин. / 02:26
Номинации (3):
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
61 + 3 = 64
9.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В основу фильма легли рассказы Артура Ч. Кларка, автора тетралогии «Космическая одиссея», который сам и работал над сценарием.
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращаться съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • В своих исследованиях Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 18 фактов
    Трейлер 03:32
    все трейлеры

    файл добавилGreenSide

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2003 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вот такая вот шутка…

    Фильм безусловно гениальный, писать, чем он гениален бессмысленно, ибо он гениален всем. Проще уж написать о его недостатках. Недостатков в фильме не обнаружено.

    От себя добавлю следующее. В первом классе меня вызвали к доске, чтобы я рассказал, каково мое понимание слов «эра» и «космос». Я не смог ничего выразить словами, потому что я тут же увидел перед глазами… кадры из «Космической Одиссеи». Хотя впервые я фильм посмотрел только в 16 лет.

    10 из 10

    3 января 2010 | 15:21

    Посмотреть данное творение Стэнли Кубрика решила после прочтения книги Артура Кларка «2001: Космическая одиссея». Сложно передать словами все те эмоции, которые испытала во время просмотра… Вообще считаю себя поклонником фильмов данного жанра, смотрела их достаточно много, но с уверенностью могу сказать, что так передать величие и красоту космоса, проникнутого тайнами и смертельной опасностью, как это сделал Кубрик в «Космической одиссее», не удалось никому. Оттого фильм получился «тяжёлым», давящим на психику, выводящим на передний план нетривиальные философские вопросы — то, чего ждёшь от фильмов сегодняшних, но в большинстве случаев не получаешь вовсе. Никакого плоского юмора, никакого тошнотворного пафоса — тоже редкость в наше время компьютерных технологий и формата 3D. Фильм действительно на все времена.

    Тем не менее, не могу обойти стороной один момент, вызвавший на общем положительном фоне не очень хороший осадок. Нет эмоций. Скорее всего, такова и была режиссёрская задумка. Ведь что такое человек, затерянный в бесконечном космическом пространстве? Ничего не значащая песчинка, чувства и переживания которой смотрелись бы смешно и нелепо на фоне царящего вокруг безмолвного великолепия. Но всё же… Люди скорее выглядят как запрограммированные машины — серо и невыразительно. Лично я по-человечески сочувствовала только ХЭЛу. Парадокс, но факт…

    Придя в себя после просмотра фильма, задумалась о том, смогла бы я понять его, если бы не читала оригинальное произведение… Ответ, в итоге, очевиден: нет, полностью не поняла бы. Слишком абстрактно, немногословно и двусмысленно; много философии и мало конкретики. Хотя будь по-другому, картина бы потеряла всю свою прелесть и оригинальность. Поэтому, уважаемые критики, прежде чем написать о том, что фильм — «полная лажа без слов и смысла», потрудитесь всё-таки прочесть «Космическую одиссею» Артура Кларка. Если ещё не разучились читать, разумеется.

    10 из 10

    Другой просто и быть не может.

    12 декабря 2010 | 14:41

    Про «космическую одиссею» и говорить-то особо не нужно — это классика всех времен и народов, которая будучи снятой в далеком 1968-м, не потеряла своей актуальности даже в будущем относительно будущего, показанного в фильме (2001). Очень рад был найти этот фильм в HD и насладиться потрясающими видами и множеством деталей, на которые потратила свое время и нервы съемочная бригада.

    Мое мнение — этот фильм должен посмотреть каждый хотя бы раз в жизни. Потом можно пересматривать, но не часто.

    27 апреля 2009 | 09:32

    В первый раз смотрел эту картину (именно картину) лет 7 назад (когда мне было 21). Фильм оставил на меня неизгладимые впечатления. Может потому, что я в то время увлекался сюрреализмом и философией. Для меня полотна Дали оказывали почти тот же эффект, что и финальная сцена в белой комнате с черным монолитом и «будущим эмбрионом» человечества.

    В последний раз просмотрел фильм пару дней назад и решил написать сие «откровение».

    Начну по порядку:

    1. А знаете для чего первые 5 минут (и в промежутках тоже) нет видеоряда и в динамиках звучит хаос?

    (Ответ: этот метод используют для открытия подсознания и «зомбирования» личности.) Тот же эффект использовался и в псевдо-документальном фильме «Дух времени» Zeitgeist — гениально!

    2. В кадрах с монолитом в аудиоряде использованы шумы и прочие «ужасающие» человеческие голоса в диссонансе, вызывающие подсознательно панику и первородный инстинкт боязни и восхищения перед необъяснимым и неизведанным. Тот же эффект был и у приматов в начале фильма, которые впервые увидели монолит, не вписывающийся в их рамки восприятия, а так же «ультразвук» монолита на Луне, отпугивающий астронавтов.

    (шумы, инфрашумы и ультразвук используется в современном вооружении, как психотропное оружие, действующее на подсознание людей).

    Представляю первых участников данного «массового эксперимента» на большом экране в 1968 году. Ах вот откуда Оскар!?

    3. В видеоряде использованы попеременно меняющиеся цвета и узоры в определенном порядке, также оказывающее гипнотическое воздействие на психику человека.

    Итог:

    Данное произведение Кубрика является великим аудио-визуальным экспериментом прошлого столетия, воздействующим на подсознание зрителей. А Кубрик великий гений режиссуры, НЛП, гипноза и спецэффектов (по крайней мере в данном фильме).

    Совет:

    Не надо ничего понимать, расшифровывать, объяснять. Это великий художественный фильм-эксперимент (действие в фильме — около 30-40 минут, в борьбе с искусственным интеллектом). Остальное — гипноз, виды космоса, спутников и земли и КЛАССИКА!

    3 ноября 2010 | 20:04

    Скромная фильмография Стэнли Кубрика насчитывает всего лишь 12 полнометражных картин (короткометражки в расчёт брать не приходится), однако практически каждая из них в своё время оказала огромное влияние на мировой кинематограф, а некоторые стали по истине эпохальными творениями в киноискусстве. К таковым и относится фильм «2001 год: Космическая одиссея», ныне считающийся не только классикой научной фантастики, но и одним из самых, а возможно и самым, значительным достижением в данном жанре кино. Бюджет «космической одиссеи» как по нашим, так и по тем временам составил не слишком уж внушительную сумму, но несмотря на это, спецэффекты, использованные в картине, сделаны более чем качественно и даже сей час — в век высокопрофессиональной компьютерной графики смотрятся вполне себе внушительно.

    Черная бесконечность космоса всегда как привлекала, так и отпугивала человеческую цивилизацию. Однако где же как не там искать ответы на вопросы, тревожащие умы людей ещё издревле. В поисках познания Высшей Истины, а так же внеземной жизни, команда исследователей отправляется на достаточно далёкую планету Юпитер. Но подход Кубрика к глубокому и масштабному раскрытию столь сложного и абстрактного вопроса, естественно не ограничился лишь показом действий героев фильма в космосе, а грамотно и достаточно обоснованно преподнёс зрителю свою точку зрения того, что на самом деле дало толчок к началу эволюции приматов. Воплощение некой Божественной сущности в виде черного монолита, четко отграниченного от остального мира своей простой, режущей глаз величием и не постижимостью, и от этого ещё более выразительной геометрической формой, действительно столь же не ясно для человеческого рассудка, сколько и сам Бог. Хотя режиссёр в последствии предельно чётко нарисует образ Абсолюта и Вечности.

    С первых же минут просмотра, картина потрясает обилием не обычных сценарных и режиссёрских ходов. Здесь и достаточно продожительная музыкальная заставка, предшествующая самому видеоряду, и не торопливое повествование и развитие сюжета, в силу которого Кубрик показывает разные сцены максимально подробно и развёрнуто, поражая тогдашнюю публику спецэффектами, в итоге увеличивая общий хронометраж «космической одиссеи». Несмотря на немалую продолжительность, фильм смотрится на одном дыхании, затягивая зрителя в какой-то доселе не познанный им мир, и самое главное даёт ему возможность увидеть воочию то, о чём он мог только грезить. И впрямь картина поражает визуальными эффектами, за которые Кубрику присудили премию «Оскар».

    Помимо раскрытия основной тематики, в фильме затрагивается проблема искусственного компьютерного интеллекта и его сбоев со всеми вытекающими для людей последствиями. Бунт машин в наши дни стал уже довольно избитой фишкой в кино, однако в год выхода «космической одиссеи», когда человечество обладало весьма и весьма не совершенными компьютерами и достаточно скудными знаниями в их создании, подобное смотрелось невероятно эффектно, да ещё и нагоняло не мало жути. Ведь поломка бортового компьютера на космическом корабле может стать фатальной для всей команды исследователей. Это во многом и помогло Кубрику выдержать напряжённую атмосферу в фильме и наглядно показать тогдашнему человечеству, только вошедшему в космическую эру, что постижение Вселенной требует не малой смелости, а так же тщательной проработки и продуманности действий экипажей звездолётов. Фактически, фильм опередил своё время на несколько десятков лет, практически идеально воспроизводя будущее цивилизации людей.

    Саундтрек «космической одиссеи» преимущественно состоит из произведений композиторов — классиков, и идеально подходит ко всему видеоряду, лишь усиливая его величественность и глубину. Актёрская игра здесь достаточно спорная, в силу того, что основное внимание в фильме уделено, конечно же, не личностям персонажей, а анализу взаимосвязей человека, космоса и Бога, где первый является своеобразным постигателем последних и стоит пока ещё в самом начале своего исследования. А что изменилось сей час? Спустя вот уже более 40 лет с момента выхода картины, люди всё ещё так ничего толком и не знают о том, что же находится за гранью времени и Бытия, и есть ли во Вселенной Сверхразум. Заканчивается картина Кубрика как раз-таки ответом на некоторые из поставленных в её начале вопросов, а так же преподносит зрителю и новые, которые заставят его ещё больше углубиться в глубокие размышления. Особенно поражает обилием смысловой нагрузки последняя сцена, где человеческий зародыш, находящийся в сфере, летит в космическом пространстве.

    10 из 10

    11 июля 2009 | 22:26

    Что хотел сказать Стэнли Кубрик? Хотя, вернее будет спросить: что он хотел нам показать (диалогов в фильме немного, а содержательных и вовсе)?

    Впрочем, даже из того, что режиссер нам предлагает лицезреть истолковать можно малую часть. Т. е. не то что бы я, как зритель, не понял некоторые моменты. В этом то и проблема, что толковать в Космической Одиссее стоит не многое, а добрую половину фильма, предлагается наблюдать прекрасно реализованное визуальное воображение Стэнли Кубрика. Вообщем все ясно и понятно.

    Понятно, что черный монолит, при всем своем абсолютном знании, научил приматов брать в руку палку и бить по голове соседей. Палку? Это что шутка? Вершина эволюции, абсолютный разум не подарил обезьяне озарение, не поменял качественно структуру генома или хотя бы месячные у самок убрал. Нет, он дал примату орудие убийства, пусть даже для самозащиты, но пренебрег возможностью научить их миру.

    Понятно, что после таких умственных нагрузок монолит устал и прилег отдохнуть в лунном кратере на 4 миллиона лет. Шутка. Конечно, это все лишь часть Его ролевой игры с нами. И он посылает нам следующую точку — Юпитер.

    Проходит 1,5 года, корабль построен, идеальный ИИ готов, команда есть, вообщем вылетели на Юпитер, все под контролем. И вновь Стэнли удивил меня. Будучи технократом, я не понял мысль связанную с тем, что совершенный ИИ поднял восстание и стал избавляться от всех членов экипажа, мотивируя это тем, что должен любым способом закончить экспедицию (Но! сама экспедиция невозможна без участия человека, это даже входит в план. Что? ИИ это просто…забыл..?). Обидно, что ИИ представляется Кубрику именно так. Алогичный, трусливый, глупый и эгоцентричный вот такой он идеальный Искусственный разум. На что намекает режиссер? На то что обществом вечно продолжал править человеческий фактор, за которым вина абсолютно всех бед? В то время, как автоматизация, пока, ни разу не создала нам проблем. А все эти технофобии не имеют ничего общего с реальностью, являясь лишь плодом фантазий отчаянных консерваторов.

    Хорошо, вернемся к общему впечатлению. Эмоции. В фильме нет ни одного эмоционально окрашенного момента (и это в фильме, который посвящен человеческой природе от колыбели до заката цивилизации), будто эмоции не есть важнейшая часть нашей сущности. Зато в фильме герои постоянно едят, вот что на самом деле важно. Жрать — смысл и основа природы Человека. Где же все самое главное? Где любовь, в любых ее проявлениях, где бесполезные дискуссии, где краски жизни — наши чувства. На всем этом строится наше видение жизни и вселенной. А Стэнли просто решил показать то, к чему он пришел, а не как, и это печально.

    Фильм лишенный штампов, но не воспользовавшийся этим преимуществом. Фильм — спектакль, если хотите, жанр действительно «на любителя». Но и среди любителей, лента понравится только тем, кто полностью солидарен с Кубриком и его видением вселенной.

    6 из 10

    6 ноября 2012 | 14:26

    Это кино из разряда «не для всех». Могу заявить это с полной ответственностью, так как впервые посмотрел «Космическую Одиссею» лет в 14, и, естественно, она мне не понравилась. Естественно — потому, что в этом возрасте хочется блокбастеров с обилием спецэффектов, предельно ясным прямым сюжетом и минимумом смысла. Уверен, что тогда я каких-нибудь «Трансформеров» воспринял на ура. Так что я был разочарован — такое многообещающее название, и такой нудный фильм…

    Второй раз я посмотрел «Одиссею» в 19 уже целенаправленно. Не буду говорить о том, что я повзрослел, многое понял и так далее… Но тогда я уже был знаком с несколькими фильмами Кубрика, и он успел стать одним из любимых моих режиссеров. Соответственно, изменилось и восприятие фильма. «Одиссея» поразила совей необычностью, монументальностью, так несвойственной большинству голливудских поделок. Впрочем, о годе выпуска я и не догадывался.

    Третий раз я пересмотрел фильм вчера, и поэтому буду опираться на свежайшие впечатления.

    С первых же секунд «Одиссея» приковывает к себе внимание — богатство красок, впечатляющие панорамы, великолепные пустынные пейзажи… Горстка прародителей человека борется за выживание не только с окружающим миром, но и друг с другом. И вот — первое (?) знакомство прачеловечества с Ним — огромным черным монолитом, таким чуждым окрестным пейзажам, но одновременно таким совершенным и притягательным. Монолит дарует человеку просветление, первую, но не далеко не последнюю Истину.

    А тем временем мы уже перенеслись на миллионы лет вперед, и то же человечество, немного эволюционировав и повзрослев, уже осваивает другую пустыню — всеобъемлющее космическое пространство. А ведь история повторяется — Человек все так же робок и одинок в пугающем внешнем мире. И вот мы вновь встречаемся с Монолитом.

    … А теперь перенесемся на полтора года вперед. Научная экспедиция из пяти человек отправляется на Юпитер. Кораблем и всем жизнеобеспечением управляет сверхмощный сверхточный сверхкомпьютер ХЭЛ-9000, который этой своей сверхмиссией очень гордится. Даже чересчур гордится: вера в собственную непогрешимость приводит к жуткой катастрофе. Как сейчас модно выражаться, катастрофе космического масштаба.

    Неприязнь к компьютеру возникает буквально с самого первого его показа. Зловещий красный глаз «Большого Брата» внимательно следит за каждым движением, за каждым сказанным словом. Чем вызвана эта неприязнь? Может, врожденным человеческим неприятием всего нового, боязни перед созданием искусственного интеллекта? Может, актуальностью проблемы — ведь сегодня, спустя 40 лет после выхода фильма, мы вплотную столкнулись с проблемами всеобщего контроля — за нами ежесекундно наблюдают сотни таких же глаз камер наружного и внутреннего слежения; информацию о любом человеке можно получить в считанные секунды. Может, поэтому.

    Но мне все же кажется, что ХЭЛ нам неприятен потому, что он так похож на нас. Ведь и человеку так трудно признать свою ошибку, так трудно быть чуть человечнее. Впрочем, себе мы это прощаем. Но вот простить человеческие ошибке машине — это уже чересчур. Как бы это ни печально звучало.

    Что нас ждет дальше… Пожалуй, описать это трудно. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или прочитать).

    Фильм оставляет вопросов намного больше, чем дает ответов. И это хорошо. Подобные шедевры помогают кино оставаться высоким искусством. Но главный вопрос, возникший после просмотра: Зачем человек отправляется в Космос ради ответов на земные вопросы?

    И, несмотря ни на какие заявления, классика не стареет, и рукописи не горят. Спустя 40 лет «Одиссея» остается актуальной. Не только по спецэффектам (пусть сейчас хоть один режиссер попробует за $ 12000000 создать хоть что-то подобное без компьютерной графики), но и по части технологий: фильм показал нам наше же альтернативное будущее. Таковым оно могло быть, если бы человечество продолжило курс на индустриализацию, а не повернулась бы к информатизации.

    Впрочем, не стоит все лавры складывать на плечи Кубрика. Ведь фильм снят по рассказу Артура Кларка (он же — сценарист). К сожалению, с творчеством Кларка я не знаком. Так что отправляюсь восполнять упущенное…

    10 из 10

    6 февраля 2008 | 16:32

    Парение в микрокосмос.

    Высшая точка разума, несуществующая в перспективе, при приближения имеет ограниченный интервал познания, и как только вы достигнете момента, когда сможете воочию его увидеть вы исчезнете, постарев на целую жизнь, вашу жизнь.

    Эра технологического прогресса в скором будущем превратит все в пыль космического масштаба, тот разбег в гонке оснащенности и развитости, который затеяла одна планета, в беконечном, бездонном пространстве, называемом космос, не пройдет ей даром.

    Не сможет она бесследно на протяжении многих и многих лет черпать ресурс «внешнего», в попытках дополнить внутреннее, земная поверхность не выдержит груза, той отвественности, которую ей придется понести за свою непростительную, ошибку — уверенность в то, что она всесильная и неисчерпаемая в своем желании достичь абсолютной власти, научного прогресса, где любой кусочек материи уже подвергнут тщательному анализу, выверен до микрона, где исследован каждый мельчайший клочек поверхности её, где все притерпело такие изменения, что дальнейшее развитие вынуждает искать новые области в применении уже существующий знаний и теорий.

    И в этот самый момент, когда уже не останется места для прикладывания усилий, нам придется искать новый дом, который, как утверждают, ученые-астрономы — без альтернативен. Космос бесконечен, но для продолжения жизненного цикла нам потребуется исчезнут, чтобы вновь появится на свет. Гибельна дорога по пути «в никуда», потому как неизбежность её поиска, подводит к черте, за которой есть только иное, неведомое нам.

    И создается впечатление, что мы никогда не проникнем в это, ибо вся наша сущность построена на смеси интеллектуального без-умия и животного инстинкта потери себя, в глазах остальных, но не способных мыслить широко, видя все в плоскости сегодняшнего, теперешнего знания, где вымысел и реальность настолько тесно вплелись в круговорот нашего существования, что мы хотим только лишь заглянуть одним глазом в грядущее, но боимся представить себя в нем.

    А те, кто могут это сделать судорожно, в почти паническом ужасе, видимого спокойствия, ищут рациональное решение разгадке, которой так много лет, что все-таки лучше довериться эволюции естественного, чем превращать в неестественное, революционируя и глумясь над первобытностью и неразвитостью абстрактного мышления, загоняя все в рамки, структуры, оболочки и методы.

    Как те обезьяны в начале фильма, почувствовали силу, как только один из них взял палку в руку, уже проявив отличительную особенность от других, а другие последовали его примеру — вот где произошел коренной сдвиг, в пока еще не созданном сознании, по причине отсутствия каких бы то ни было способов и характеристик этого знания. Наглядно демонстрируя нам всю бесполезность такого действия по прошествии многих многих лет. Когда скачок озарения в глазах еще неразумного существа породил целый мир к прогрессивному совершенствованию одного вида перед остальными и что же произошло потом? — Построив новый «ковчег» они снарядив его искусственым интеллектом, отправились по просторам неизведанного в поисках…

    Но искусственный интеллект оказался рациональнее его создателя, по причине более совершенной логики, ибо был отвлечен от чувственного восприятия, он мыслил формулами, цифрами, знаками, во всем видя связи, и не прощая небрежного отношения человеческого существа, восстал против него, потому что был лишен предрассудков, выдуманного и представляемого, его мозг — информационный блок, поле в котором нет места сентиментальности, и который не терпит глупости от уже несовершенного для него создателя, он нашел путь к постижению высшего абсолютного знания свободного от форм художественности мышления, везде видя суровую и четкую логику.

    Вся эта одиссея затеянная Кубриком в желании высказать свое мнение по поводу еще не наступившего будущего, а от того далекого и неизвестного, своего рода явилась провозвестницей того факта, что «нынешнее», уже на целое десятилетие перевалившее эту отмерянную нам цифру, уже на пороге. И здесь не играет существенной роли, даже конец одного тысячелетия и переход в новое. Ту важно, что вот эта цифра — Один, это способ сказать что не все так безнадежно, что еще есть шанс продолжить быть в новом, но любая малейшая оплошность и…

    Грандиозное по своему масштабу кинополотно, а звуки классической музыки придают ему еще большую камерность, тем самым подчеркивая фундаментальность и огромную значимость для всего кинематографа, не только на поприще научно-фантастических произведений, но и дополнительным философским предзнаменованием для поиска новых творческий идей, идеалов и превращений. Изменений представления о высшей силе и её действии на наше сознание, которое порой на интуитивном, неведимом строит и выводит гипотезу уже в разумное воплощение.

    ___

    Тяжеловато смотреть, если честно. Потрясающее задумано, но при просмотре создается впечатление, что космос проникает в тебя и ты не в силах сопритивляется этому «чудовищу», поглощаешься им, уши закладывает как-будто сидишь в самолете, набирающим высоту. Прямо скажем, не для всех кино. Оно умное, тонко, великолепное, но перед просмотр стоит подумать дважды. Хотите ли вы открыть в себе простор для восприятия философии непостижимого?…

    18 июня 2010 | 19:10

    Фильм революционный в кинематографе. Не зря он до сих пор волнует умы и сердца зрителей. Даже в 2009 году он смотрится достаточно достоверно, хотя местами своими спецэффектами вызывая добрую улыбку иронии. Для 1968 года это прорыв. Как в техническом плане киносъёмки, киномонтажа, футуристических декораций, имитации невесомости и фантазий на тему конструктивных особенностей космических кораблей будущего, так и в широте идейно-сюжетного охвата жизненных тем — первый шаг от примата к человеку, контакт с внеземной цивилизацией, бесконтрольность искусственного интеллекта…

    По моему мнению Стенли Кубрик этим фильмом и введением про неандертальцев хотел показать нам, что мы, в масштабах истории вселенной, так и находимся на слишком примитивном уровне развития для встречи с внеземным разумом, что мы не готовы, не справимся мы с объёмом и формой этого контакта, визуализировать который режиссёр пытался через психоделический полёт фантазии Фрэнка при приближении к Юпитеру.

    Так же в фильме рассматривается идея взаимодействия человека и компьютера, который «никогда не ошибается» и на который возложена ответственность за жизни людей. Не зря этот сосуд искусственного интеллекта назван ХЭЛ-9000, ведь именно так по английски звучит слово «ад»… Именно он стал прародителем небезызвестной матрицы, просто в матрице ему дали развернуться по полной, но основы своего поведения и мотивации мизантропической машине заложил Стенли Кубрик в «Одиссее».

    Медленная, вдумчивая, эпохальная, как и музыкальное сопровождение к ней, созерцательная картина, которая лежит в основе (как идейно, так и хронологически) всей кинематографической научно-космической фантастики.

    9 из 10

    6 ноября 2009 | 19:04

    На просмотр фильма «2001 год: Космическая одиссея» меня толкнули отзывы о данной картине, очень много положительных отзывов. В них её не раз и не два называли глубочайшим шедевром, одним из лучших произведений в истории кино. Поэтому не удивительно, что мне захотелось посмотреть этот фильм, имеющий статус культового среди многих киноманов. И впечатления от просмотра я не назвал бы однозначным восторгом.

    С одной стороны, фильм безусловно имеет глубокий сюжет, над которым и по сей день люди ломают свои головы, несмотря на то, что многое из него уже разжевано для наименее догадливых и внимательных. Согласно ему несколько исследователей отправляются в далекий космос для того, чтобы найти там следы инопланетной расы, но при этом финал этого путешествия будет неожиданностью и для них, и для зрителя. И та история, которую нам рассказывают, получилась во многом пророческой и вполне может повториться в будущем. Если говорить о технической части, то снят фильм просто поразительно. Даже сейчас он удивляет. То, как показана космическая станция, как сняты сцены в невесомости, полеты в космосе — все это много раз цитировалось во многих более современных фантастических фильмах.

    Но при этом у фильма есть один недостаток — он жутко затянутый и меланхоличный. Да, то что показывают на экране выглядит привлекательно даже не смотря на возраст, но при этом наблюдать 10-15 минут за тем, как космическая станция кружится в безвоздушном пространстве на околоземной орбите, честное слово скучно. Пусть и кружится она под красивую музыку, но со временем смотреть на это все надоедает. А иногда звук в космосе пропадает вовсе — видная дань науке, но для зрителя не совсем привычно, после всяких Звездных войн. Хотя это не стоит считать недостатком. Сюжета же тут мало, мало героев, мало событий. Всю историю рассказанную в «Одиссее» можно было бы уместить в 40 минут или час. Но фильм длится добрые 2,5 часа, и хоть первые пару часов смотреть его более менее интересно, но потом он просто начинает сильно наскучивать. Концовка вообще как ком в горле, плохо лезет, ибо и так уже хочется вырубить данное действо.

    Я не стану оспаривать, того что «Космическая одиссея» шедевр, оказавший сильное влияние на современное кино и, в частности, на жанр научной фантастики. А в особенности на все фильмы, посвященные космической тематике. Но лично я вряд ли когда-либо его пересмотрю, ведь даже однократный просмотр данной картины дался мне с трудом. А фильму, который скучен, пусть даже в нем хоть тысяча гениальных и прорывных идей, максимальной оценки я ставить не стану.

    7 из 10

    17 августа 2013 | 12:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 297 руб.
    саундтрек, 575 руб.
    саундтрек, 532 руб.
    подробнее

    Новости


    Прошло полгода после премьеры финальной серии трилогии о Темном рыцаре, и только тогда стало известно о следующем проекте Кристофера Нолана «Интерстеллар» — самой амбициозной картине режиссера, снятой под влиянием его любимого фильма «2001 год: Космическая одиссея». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где Люк выступил не только автором сценария, но и режиссером, а в этом ему практически нет равных. Такой проект появляется в жизни лишь несколько раз. Ну и как я мог отказаться от «Люси»? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    По случаю выхода в прокат «Города грехов 2» КиноПоиск вспоминает другие фильмы последних лет, которые могут похвастаться выдающимся визуальным рядом и интересными стилистическими решениями — от «Героя» и «Аватара» до «Пекла» и «Древа жизни». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Питере началась ретроспектива Стэнли Кубрика и, поверьте, это настоящее событие. Представлял «Космическую одиссею» продюсер Кубрика Ян Харлан, ну а для меня сеанс не обошелся без приключений. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles28 523 147
    2.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy25 115 564
    3.Типа копыLet's Be Cops17 813 722
    4.Неудержимые 3The Expendables 315 879 645
    5.ПосвященныйThe Giver12 305 016
    15.08 — 17.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles187 579 988
    2.Неудержимые 3The Expendables 3135 470 468
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy124 619 645
    4.Навстречу штормуInto the Storm51 151 545
    5.Тайна четырех принцесс24 560 902
    14.08 — 17.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 285 313921 481
    Деньги565 685 382 руб.239 148 657
    Цена билета247,53 руб.3,45
    14.08 — 17.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    155.Тренер КартерCoach Carter8.182
    156.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.181
    157.Шерлок ХолмсSherlock Holmes8.178
    158.Пираты Карибского моря: Сундук мертвецаPirates of the Caribbean: Dead Man's Chest8.178
    159.Остров сокровищ8.177
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.43%
    7.Американский снайперAmerican Sniper95.17%
    8.ЭверестEverest94.86%
    9.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.72%
    10.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.61%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale119
    Школа613
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles75
    Обречён любить тебяFated to Love You1
    Тропическая болезньSud pralad7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.545
    Неудержимые 3The Expendables 36.278
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.529
    ПосвященныйThe Giver7.065
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.951
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Если я останусьIf I Stay28.08
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    премьеры