всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время146 мин. / 02:26
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
67 + 3 = 70
9.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В основу фильма лёг рассказ Артура Ч. Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951 году. Кларк разработал сценарий вместе с Стэнли Кубриком ещё до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращать съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • В своих исследованиях Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 18 фактов
    Трейлер 03:32
    все трейлеры

    файл добавилGreenSide

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2586 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Несомненно, Стенли Кубрик и Артур Кларк создали ныне непревзойденный научно-фантастический фильм. И я говорю не о великолепных спецэффектах и прочих вещах, на которые смотрит современный зритель. Я говорю о культурном феномене, о поколениях людей, которые после просмотра этого фильма, будут смотреть на небо и видеть не что-то далекое и невозможное, а то, к чему нужно стремиться.

    Спустя многие годы фильм не теряет того, за что он так любим многими. Тот смысл, который Кубрик и Кларк внедрили в этот фильм, будет вдохновлять миллионы людей на свершения. И тут нужно говорить не только о космических свершениях. Люди не готовы к чему-то кардинально новому, поэтому смотря наверх, чаще всего видишь пустоту. Фильм в буквальном смысле расширяет сознание давая понять, что это лишь начало пути, что твои дети, или дети твоих детей, смогут ощутить что, чего не сможешь ты, смогут добиться того, чего не смог добиться ты. 

    Культурная ценность данного фильма неизмерима. Финальный смысл поймут не все. Но это кино, каким оно и должно быть, расширяющее сознание человека на пути к бесконечности. Феноменально! Гениально!

    10 из 10

    10 ноября 2014 | 00:40

    Первый блин получился комом. Первый фильм про космос от маэстро Кубрика получился скомканным, недосказанным, а где-то и вовсе тяжёлым для восприятия. Лучшие стороны фильма являются, несомненно, визуальные эффекты, за что режиссёр получил Оскар в 69-том. Космические корабли на фоне Земли и Луны летят не хуже, чем в «Гравитации» 2013 года выпуска, а декорации просто феноменальные. За что я и люблю стары фильмы, за то, что интерьер, костюмы всё было сделано, сшито вручную, а не на компьютерных программах, как теперь. Космические скафандры, прообразы Ipad-ов, телевизоры в креслах, Аэрофлот, компьютерный разум, магнитные кредитные карты — за это Кубрику можно аплодировать стоя, за всё же остальное гнусное «Фи».

    Ледяное космическое молчание и дыхание нашего космонавта Алексея Леонова являются главным диалогом во всём фильме. Минимум слов и больше космической гегемонии — это девиз всей Одиссеи. Пол фильма нам показывают как «угукают» австралопитеки, другую часть фильма — как в межзвёздной тишине летит корабль к Юпитеру, разбавляя всё это повседневной деятельностью астронавтов (как они едят, как они тыкают в кнопки, как они спят под анабиозом). В финальную же сцену, где минут сорок идёт не понятная смена цветовой палитры, эффекты светофильтра, больше бы подошёл какой-нибудь трек Армина ван Бюрена, чем классическая музыка, которая била по мозгам, как реквием по мечте. Черпать вдохновение из «этого», мне кажется, чересчур, да были фирменные ракурсы чародея Кубрика, которые врезаются надолго в память, но делать этот фильм великой философской притчей о поисках Сверхразума и Сверхистины, я бы не стал. Слишком много вопросов, при минимуме ответов. Да, пищу для разума после просмотра фильма, оставлять нужно, но не делать это так авангардно с манией перфекционизма. Просмотреть подобный фильм во второй раз, будет не иначе, как попыткой изнасиловать мозг. Ибо интересность всего сюжета, сводится к тому туалету с нулевой гравитацией.

    За проделанную работу господину Стенли Кубрику конечно низкий поклон, ну а за результат не более, чем средний балл. Конечно не мне менять» классику» мирового кинематографа, но хотелось бы видеть больше динамики, чем статики. Больше запоминающихся диалогов, чем и всегда славился Кубрик, а нелепых беззвучных картинок, меняющих друг друга на фоне долгоиграющих партий симфонических оркестров.



    Как-то так!

    9 ноября 2014 | 17:12

    «Мир — это лавка старьевщика»
    К. Воннегут «Мать-тьма»

    Стэнли Кубрик, наверно тот из единственных, который смог бы полноценно передать Кларка на экраны. Артур Кларк — писатель-футурист до мозга костей, его отличает желание ни столько описывать действия, сколько среду, мир, окружающий его героев, причём всё это настолько досконально, что в принципе иногда начинаешь верить в реальность всего этого. Кубрик так же, следуя за Кларком решил проработать весь этот мир, не забывая вставить в фильм свой почерк и свой авторский смысл происходящего. Кубрик не торопится, весь фильм словно в замедленной съёмке (А спешить Кубрику некуда — он длительно изучая, показывает и жизнь неандертальцев, и полёт на луну доктора Флойда и особенно полёт «Дискавери» к Юпитеру — всё исследуется с огромным педантизмом, который свойственен Мастеру) и любое убыстрение сюжета пресекается музыкальными антрактами. Музыка… Да, классика и космос — это завораживающее зрелище — холод космоса и апогей Штраусов…

    Очень образно, но с внесением своего видения, Кубрик показывает сам сюжет, саму суть произведения — тем самым заставляя зрителя заглянуть внутрь себя, задуматься — «О чём же это может быть?»

    «Так что же? Что же происходит с Дэйвом Боуменом?» Полёт фантазии, данный Кубриком здесь безграничен. Именно Боумен, пройдя стадии взросления и поглощения опыта миллионов лет с теми ошибками и потерями, которые он теперь может исправить, является тем роком и судьбой будущего. Он — это «дитя звёзд», ещё не окрепшее, но имеющее уже то немыслимое измерение, которое уже может существовать без физического тела и соответственно не иметь уже тех огрехов и нужд, присущих бренному существу… Дитя уже открыло глаза и заплакало — и поздно что-то изменить… Всё как всегда встанет на круги своя… Но это будет позже…

    И вот Vita Nova в своей астральной оболочке уже рядом с Землёй. Грядёт…

    «Этот мир подвластен ему, однако пока не совсем ясно, как поступать дальше. Но он что-нибудь придумает»…

    19 декабря 2008 | 00:02

    Кто-то сказал, что этот фильм должен задать больше вопросов, чем давать ответы, и что полностью понять его очень сложно. Действительно, на счет понимания этого фильма у меня возникли серьезные проблемы. Особенно в финале.

    Кубрику надо отдать должное — для того времени фильм очень красивый. Все эти декорации космических кораблей и станций, огромное количество электроприборов, панелей и прочего наверняка производили фурор у зрителя. Хотя, лично мне больше всего понравился момент, когда будущему человеку приходит в голову использовать кость, как оружие. Прекрасная, очень интересная и сильная сцена.

    А вот концовка этого фильма приводит меня в замешательство. Особенно долгий полет в непонятных цветовых гаммах и узорах. Откровенно говоря, кажется будто бы принял какой-нибудь наркотик.

    4 июня 2012 | 19:18

    «Если вы поймете фильм, значит, мы потерпели неудачу» — именно такими словами легендарный в наши дне режиссёр Стэнли Кубрик охарактеризовал свою самую знаменитую, самую уникальную и многогранную работу в кинематографе. Как всем нам известно, в далёком 1961 году СССР отправил в полет в космос легендарного Юрия Гагарина, который прославился на весь мир и прямо таки взбесил Соединённые Штаты Америки. В те далёкие дни, человечество ещё лишь начало осмеливаться мечтать о покорении неведомых глубин бесконечного космоса. Именно тогда уникальный и экстравагантный режиссёр Стэнли Кубрик создал своё нестареющее творение на все времена «Космическую одиссею 2001». В апреле 1968-го года грандиозный научно-фантастический хит был показан в кинотеатрах, проложивший далёкий и недостижимый путь для всего жанра фантастики на долгие десятилетия

    Впервые мы видим загадочный монолит ещё за долго до появления первого человека. Режиссёр Стэнли Кубрик в компании сценариста Артура Кларка показывают зрителю доисторических предков «голой обезьяны»: обезьян с шерстью. Это достаточно примитивные с точки зрения социальных черт существа, не имеющие чёткой общественной организации. Но вот на горизонте появляется таинственный Чёрный Обелиск. Создатели лишь начинают тончайшими хирургическими намёками давать зрителю немного пищи для размышлений: откуда он взялся и что из себя представляет. Мнения большинства как нудных кинокритиков, так и простых смертных зрителей по этому поводу разошлись ещё с момента премьеры ленты.

    С появлением Обелиска и его воздействием на разум примитивного существа, мы видим создание первого на планете оружия, но вместе с ним и первого убийства живого существа, за ним — первое употребление богатого на белки мяса, ну и квинтэссенций — жестокое убийство себе подобного. Иными словами, рождаются как понятия добра, в виде способности к изобретению, так и понятия зла, в виде безжалостного убийства своего соплеменника. Кто-то усмотрел в странном камне спустившегося на землю Господа Бога, кто-то: происки инопланетных разумных существ, ну а или же материализовавшийся в доступную для примитивных пяти чувств материальную форму, разум самой Вселенной.

    Дальнейший переход повествования, авторы делают посредством весьма известного в наши дни (но крайне прогрессивного в шестидесятые годы) монтажного приёма, при помощи которого примитивная костяная дубинка превращается в сложную и высокотехнологичную космическую станцию. Именно этот кинематографический приём раскрывает одну из основных идей фильма: возвращаясь к сцене первого убийства, связанной с костью, режиссёр как бы намекает н то, сколько как невинных, так и виновных человеческих жизней было загублено при создании технологии, позволяющей существование столь продвинутой машины.

    Только на 26 минуте мы можем услышать первое слово, сказанное за весь фильм: столь незначительную роль в своём произведении Кубрик уделяет словам. Дальше — больше: перемещая нас в далёкие глубины будущего, авторы уже тогда, в далёком 1968 году сумели предугадать появление таких диковинок цивилизации, как плоские жидко-кристаллические мониторы и пластиковые кредитные карточки для банкоматов. Правда, другое, казавшееся в то время, куда более правдоподобным, пророчество о существовании коммунистического СССР так и осталось не более чем красивым вымыслом.

    Когда нас наконец-то знакомят с основными персонажами фильма, сценарист снова подводит зрителя к удивительному и в чём-то даже неутешительному фату: диалоги персонажей-людей намеренно написаны автором скудно и просто, а актёры намеренно играют роль полных флегматиков, которым достаточно сильно чужды стандартные человеческие эмоции. На этом фоне, поданный в качестве антагониста, обезумевший компьютер ХЭЛ-9000 выглядит гораздо более человечным и способным на проявление эмоций. Будучи в ужасе перед перспективой быть отключённым, искусственный интеллект идёт на нарушение известных законов роботехники, заложенных ещё Айзеком Азимовым и убивает всех членов экипажа, за исключением Дэйва Боумана, последнего из команды, кто подобно греческому Одиссею, также оказался заперт в одной пещере с одноглазым чудовищем и после попыток уладить конфликт посредством поиска мирного компромисса, в конце концов, сумел переиграть обезумившего монстра и лишл его «зрения». Подобно Одиссею, выколовшему глаз чудовища Полифема раскалённым бревном, Дэйв покалечил машину, уничтожив отвёрткой центральный процессор агрегата.

    Наконец, финальный и самый феерический третий акт выводит человеческое существо за пределы его замкнутого круга, именуемого «существование», сводя с его же собственным создателем. Кубрик убирает из ленты какое-либо сюжетное повествование, делая упор на мощный и феерический визуальный ряд, как бы демонстрируя озарение, снизошедшее на Дэйва, при выходе за границы время и пространства. Многие кинокритики ассоциируют финальные игры с визуалом с последствиями приёма наркотических веществ, что тоже в каком-то смысле можно трактовать как определённую истину, ведь ещё Карлос Кастанеда доказал, что многие «блаженные» люди, сумевшие дотронуться до Бога для достижения особых эффектов в сознании прибегали к помощи наркотических веществ, дающих эффект крайне схожий с тем, что нам предлагают авторы «Одиссеи».

    Финал картины создатели внезапно заканчивают в достаточно узнаваемых «земных» декорациях где также заканчивается жизненный путь главного героя. Переход за грань, старение, разбившийся бокал: символ смерти и разрушения и вот перед нами уже не человеческое существо, создавшее и впоследствии уничтожившее безумную машину, но Звёздное Дитя — Сверхчеловек, следующая ступень эволюции. Возвращение младенца из космических глубин символизирует неминуемый закат человечества как вида.

    В итоге могу сказать, что перед нами абсолютно уникальная жанровая работа, которую необходимо видеть каждому. По- сути, это даже не фильм, а некий пророческий альманах, совместивший в себе массу аллегорий и мыслей, столь долгое время будораживших пытливые умы человечества. Эту киноленту просто обязательно видеть всем без исключения, даже тем, кто кинематографом не интересуется вовсе. Совершенная технически, прекрасно поставленная, и гениально написанная работа не оставит равнодушным совершенно никого. Абсолютная классика и непререкаемый шедевр на все времена.

    10 из 10

    15 февраля 2015 | 16:47

    Сразу предупреждаю, что это эссе скорее для тех, кто смотрел фильм, чем для тех, кто хочет решать смотреть его или нет. Так что, имейте ввиду.

    Так вот. «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика по роману Артура Кларка, снят в 1968 году. подумайте только, 68-ой год. Компьютеры, точнее электронно-вычислительные машины, занимающие целые комнаты вполне походили на среднестатистическую фантастику. и когда выходит фильм, где хай-тековский дизайн является вещью само собой разумеющейся, а связаться с дочкой через расстояние в сотни тысяч километров километров можно с помощью крохотной пластинки, то он производит фурор. И ценность этого фильма в том, что фуррорность кубриковской картины с прошествием лет ничуть не потеряла.

    Так вот. «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика начинается трехминутной музыкальной паузой с черным экраном. И только потом идут фирмы/студии/производства/и-тэ-дэ, название и режиссер. Уже этим, совершенно незаурядным началом Кубрик говорит, что это не просто фильм. Это Фильм. *браво N1*

    … а потом он потрясает великолепными пейзажами, следующими неспешно, один за одним. действо происходит в незапамятные времена, зачатие, зародыш, самое-самое начало эры человечества. приматам, уступающим соседнему пламеню драгоценный источник воды, приходит Божественное Озарение, изображенное в форме идеально черного монолита. и примат берет в руки твердую кость, и сокрушает враждебных захватчиков; новая веха эволюции, а монолит исчезает так же внезапно, как и появляется.

    Хочется обратить внимание на то, как снята сцена с монолитом: он, этот заведомо инородный в каменистой пустыни объект, показан нарочито инородно, в сотни раз инороднее самого-самого инородного. как бельмо в глазу. как черная клякса на белом холсте. Монолит Возвышается над приматами, возвышается настолько, что кажется, что он Нарисован на пленке. Да, да, как тот красный флаг на броненосце. И Кубрик делает это со всем его гениальным мастерством. *браво N2*

    Так вот. «Космическая одиссея 2001» продолжается мощным скачком в 2001 год. здесь тебе и потрясающий дизайн, потрясающий как и в те времена, так и в эти, и феноменальные пророчества. эта заслуга, конечно, во многом Артуру Кларку, но не отметить блестящие исполнения Стэнли нельзя. *браво N3* в этом будущем (для нас — в недавнем прошлом) люди вовсю ищут жизнь вне Земли.

    И находят ее на Луне в форме хорошо знакомого нам идеально черного монолита. это сенсация, новость века, интрига столетия. люди приходят на место раскопок и мы видим монолит уже на таким режущим глаз. он по-прежнему стоит особняком (извиняюсь за каламбур), но на этот раз не так издевательски и безапелляционно. он теряется в лучах прожекторов, навороченных аппаратов, в конце концов, среди людей в скафандрах. прекрасные декорации, настолько натуральные и яркие, что зритель вполне может ступить на мертвый грунт Луны. *браво N4* люди Стали Ближе. Они двигаются миллиардно-милльными шагами, они воистину ненасытны. и они становятся рядом с монолитом, чтобы сфотографироваться. Вавилон, ничего не меняется. жутким звуковым импульсом монолит отгоняет людей прочь от себя.

    Так вот. Космическая одиссея возобновляется через полтора года миссией на Юпитер, туда монолит с Луны послал сигнал. На борту экспедиции шестеро. трое в анабиозе, двое бодрствуют, один — совершенный компьютер, абсолютный разум, не ошибающийся и не сомневающийся. но он начинает ошибаться и сомневаться. помните Законы роботехники? они работают и тут, но они справедливы для машин, а не для людей; у людей совсем другие законы.

    И компьютер (ой, уже не компьютер) это понимает. это последняя веха развития человечества. сначала приматы с помощью Чего-то Непонятного начинают эволюционировать, потом люди находят Что-то Непонятное, что подходит под их представления о жизни вне Земли. теперь люди Как-то Непонятно создают подобного себе, у которого чуть-чуть не удается убить создателей-людей. это апофеоз. апофеоз человеческой жадности, дурной любознательности, алчности. но и это им прощают. *браво N5*

    Так вот. Одиссея заканчивается на Юпитере, за пределом бесконечности. здесь на героя, а следовательно и на зрителя, движутся неимоверные Потоки, великие вибрации Времени. в Конце Пути наш герой не нашел, что искал. он искал жизнь вне Земли и с задачей не справился. зато он нашел Бога.

    Я не буду описывать, Как это изобразил гений Кубрик, это надо видеть. Я просто скажу, что это надо видеть каждому, чего я вам и желаю.

    *браво Nбесконечность*

    10 из 10

    29 октября 2007 | 20:02

    Первый раз я решился его посмотреть в возрасте 10 лет и обломался. Высидеть я смог только лишь половину. Пересматривая сейчас, я не нашел и лишней минуты, пущенной в оригинальный вариант ленты. Атмосферный, интересный, захватывающий, будоражащий… одни эпитеты лезли на ум во время всего просмотра, но!

    Последние 15 минут, 8 из которых заняли титры, заставили меня вновь сочинять парафраз на строки поэта современности Алексея Никонова «Меня опять обманули, вместо финала — дырка!». Что случилось с первым экипажем, отправившимся на Луну? Что произошло с Дэйвом Боумэном? Что являл собой «черный монолит»? И случаен ли омоним с названием компьютера ХЭЛ?

    Кубрик оставил этим фильмом вопросов больше, чем Линч со всем «Твин Пиксом», но смотреть его от этого не менее интересно.

    Интересный факт, сэмпл со словами компьютера ХЭЛ-9000 «Dave, my mind is going. I can feel it. I can feel it. My mind is going. There is no question about it.» был использован в треке «New Statement» известнейшего музыкального продюсера Paradox.

    29 июля 2009 | 00:36

    2012: Пустыня, Обезьяны, Монолит, Титры.

    Первое моё знакомство с данным фильмом закончилось трагично: на двадцатой минуте размеренной демонстрации пустынных пейзажей и быта людей, переодетых в обезьян, я не выдержал и остановил просмотр, решив заняться более полезными делами.

    С тех пор прошло много времени и сделанных полезных дел, когда я стал наблюдать, насколько часто «2001 год: Космическая одиссея» вспоминается и цитируется не только киноманами, но и большими кино-творцами.» Кубрику удалось популяризировать арт-хаус?… Вот это да!» — подумал я и вернулся к просмотру.

    2014: Космический ЛСД-Кошмар.

    Фильм феерически ужасен. Под финал я был совершенно раздавлен. Я снова утратил веру в кинематограф. Но ничего, такое бывает всякий раз, когда преисполнившись надеждами, ты садишься за проверенный годами «шедевр» и едва возвращаешься оттуда живым. Остаётся лишь в очередной раз найти простой и неизвестный фильм, который снова покажет, что можно сделать трогающий до глубины души фильм и без большого бюджета, громких имён и тайных символов и знаков, которые можно понять только войдя в состояние, в котором его создавали (хотя невозможность этого не мешает многим кино ценителям и эстетам получать удовольствие от таких фильмов… Ребята, как это у вас получается?

    Однако вместе с сильнейшим отторжением, которое вызывает у меня этот фильм, я вынужден признать его исключительный вклад в кинематограф. Именно поэтому я не ограничился яростным кликом по звездочке, а пишу сейчас рецензию.

    2001 год: Космическая одиссея. Adiferous`s Cut.

    Если бы кто вдруг признал мои творческий гений и попросил меня… Ладно. Что можно сделать для того, чтобы… «спасти» этот фильм? Давайте рассмотрим его основные проблемы.

    1. Высокая продолжительность и затянутость.

    Фильм лишён динамики напрочь. Когда интрига, намёк на которую промелькнул ещё 1,5 часа назад, начинает наконец переходить в действие, фильм по-прежнему остаётся медленным, почти инертным. Это занудство убивает самую интересную часть фильма, связанную с бортовым компьютером. Весь остальной фильм, и без того малосодержательный, становится просто невыносимым.

    Моё решение: вырезать около половины фильма.

    Сцены с природой, парящими космическими кораблями и бытом космонавтов просто… невыносимы, тут не подходит другое слово. В большинстве своём они совершенно не имеют смысловой нагрузки. Здесь я вижу лишь стремление похвастаться визуальными достижениями команды и на это они имеют полное право, потому что графическая часть фильма на самом деле удалась. Проработка дизайна глубока и детальна и в этом я вижу главный успех фильма. Думаю, этот фильм сделал настоящий прорыв в графической части, влияние которого испытывается до сих пор. Но, так или иначе, все указанные сцены надо сократить, что избавит фильм от балластных сорока минут.

    2. Музыка.

    Лично я испытываю раздражение, когда классическую музыку применяют в кино. Это обособленный и самодостаточный жанр, который познаётся без всяких сопровождений. Музыке не нужно кино. А вот кино она нужна. Я считаю, что это довольно подло и пошло использовать подобную музыку для того, чтобы придавать величия и мощи тому, что происходит на экране. Особенно когда музыка просто не уместна по звучанию, настроению, как в этом фильме.

    Особо хочу отметить забористый психодел, в виде нарастающего завывания и мычания множества голосов, который опять же, применялся в совершенно неуместных, почти бытовых ситуациях. Напряжение нагнеталось на пустом месте, просто за счёт неприятного звучания.

    Моё решение: заменить всё звуковое сопровождение. Это фильм про будущее, так почему же не наполнить его sci-fi саундтреком? 60-70-ые года были расцветом жанра и я не сомневаюсь, что нашёлся бы композитор, способный задать достойный фон.

    3. Сюжет.

    Мы вылечили фильм от неуместного занудства, но этого мало. Отсутствие затянутых сцен внезапно обнаруживает, что первая часть фильма (до полёта до Юпитера) имеет чрезвычайно малую значимость для сюжета.

    Сцены, предшествующие основному сюжету, будут сокращены до предела, так как не стоит уделять столько внимание эпизодам, лишь косвенно связанным с центральной сюжетной веткой. Небольшой монтаж и она легко умещается в 15-20 минутное вступление! В моей версии фильма первое слово будет сказано уже на первых пяти минутах, что избавит зрителя от недоумения и раздражения.

    К сожалению, я бессилен при работе с финалом. Если и возможно ещё избавить зрителя от бесконечного пёстрого месива, то дальнейшие события ему придёться, собрав последние силы, смотреть в оригинале.

    Таким образом, мы получаем довольно неплохой фильм продолжительностью в 1,5 часа. Он прекрасно выглядит, интригует, вот только концовка подвела, но это уже на совести авторов. Достойный фильм на века!

    Оригинальный же фильм я рекомендовал бы распространять исключительно в формате «режиссёрского издания», специально для эстетов.

    О символизме.

    Вот здесь на тропу войну, вооружённые своими «нет, это не полезная рецензия!» выходят поклонники фильма и ценители скрытых смыслов, для которых даже сцена поглощения гороха через трубочку имеет духовный, почти религиозный смысл.

    Да, я читал некоторые «зелёные» отзывы выше и не готов согласиться с тем, что «сцены с обезьянами полны духовных амбиций к постижению Знания», а «вальсирующие под классическую музыку корабли знаменуют величие творческого гения человека». Подобные высказывания напоминают мне школьные занятия по литературе с вечным поиском того самого «скрытого смысла». Не спорю, что зачастую символизм играет важную роль в произведении, но это не тот случай. Здесь ситуация, когда синие занавески в квартире главного героя — это просто синие занавески.

    Фильм оказался артхаусной подделкой. Затянутый, полный совершенно лишних диалогов, действий и пейзажей, он претендует на некую философскую значимость, однако проваливается на откровенно плохом монтаже и невразумительном финале. Когда остаётся слишком много вопросов — это не признак гения. Это — плохая работа. История должна требовать размышлений, задавать вопросы, бросать вызов в конце концов. Многие же люди удовлетворяются текущим положением вещей, мол, множество ответов без вопросов и невозможность ответить на них это есть такая круть, просто таки одухотворённая пустота, которая граничит со здравым смыслом. За высоко-духовной завесой этого фильма скрывается просто бесконечная, беззвёздная пустота, которую не скрыть красивой картинкой.

    3 из 10

    22 июля 2014 | 02:55

    Это кино из разряда «не для всех». Могу заявить это с полной ответственностью, так как впервые посмотрел «Космическую Одиссею» лет в 14, и, естественно, она мне не понравилась. Естественно — потому, что в этом возрасте хочется блокбастеров с обилием спецэффектов, предельно ясным прямым сюжетом и минимумом смысла. Уверен, что тогда я каких-нибудь «Трансформеров» воспринял на ура. Так что я был разочарован — такое многообещающее название, и такой нудный фильм…

    Второй раз я посмотрел «Одиссею» в 19 уже целенаправленно. Не буду говорить о том, что я повзрослел, многое понял и так далее… Но тогда я уже был знаком с несколькими фильмами Кубрика, и он успел стать одним из любимых моих режиссеров. Соответственно, изменилось и восприятие фильма. «Одиссея» поразила совей необычностью, монументальностью, так несвойственной большинству голливудских поделок. Впрочем, о годе выпуска я и не догадывался.

    Третий раз я пересмотрел фильм вчера, и поэтому буду опираться на свежайшие впечатления.

    С первых же секунд «Одиссея» приковывает к себе внимание — богатство красок, впечатляющие панорамы, великолепные пустынные пейзажи… Горстка прародителей человека борется за выживание не только с окружающим миром, но и друг с другом. И вот — первое (?) знакомство прачеловечества с Ним — огромным черным монолитом, таким чуждым окрестным пейзажам, но одновременно таким совершенным и притягательным. Монолит дарует человеку просветление, первую, но не далеко не последнюю Истину.

    А тем временем мы уже перенеслись на миллионы лет вперед, и то же человечество, немного эволюционировав и повзрослев, уже осваивает другую пустыню — всеобъемлющее космическое пространство. А ведь история повторяется — Человек все так же робок и одинок в пугающем внешнем мире. И вот мы вновь встречаемся с Монолитом.

    … А теперь перенесемся на полтора года вперед. Научная экспедиция из пяти человек отправляется на Юпитер. Кораблем и всем жизнеобеспечением управляет сверхмощный сверхточный сверхкомпьютер ХЭЛ-9000, который этой своей сверхмиссией очень гордится. Даже чересчур гордится: вера в собственную непогрешимость приводит к жуткой катастрофе. Как сейчас модно выражаться, катастрофе космического масштаба.

    Неприязнь к компьютеру возникает буквально с самого первого его показа. Зловещий красный глаз «Большого Брата» внимательно следит за каждым движением, за каждым сказанным словом. Чем вызвана эта неприязнь? Может, врожденным человеческим неприятием всего нового, боязни перед созданием искусственного интеллекта? Может, актуальностью проблемы — ведь сегодня, спустя 40 лет после выхода фильма, мы вплотную столкнулись с проблемами всеобщего контроля — за нами ежесекундно наблюдают сотни таких же глаз камер наружного и внутреннего слежения; информацию о любом человеке можно получить в считанные секунды. Может, поэтому.

    Но мне все же кажется, что ХЭЛ нам неприятен потому, что он так похож на нас. Ведь и человеку так трудно признать свою ошибку, так трудно быть чуть человечнее. Впрочем, себе мы это прощаем. Но вот простить человеческие ошибке машине — это уже чересчур. Как бы это ни печально звучало.

    Что нас ждет дальше… Пожалуй, описать это трудно. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или прочитать).

    Фильм оставляет вопросов намного больше, чем дает ответов. И это хорошо. Подобные шедевры помогают кино оставаться высоким искусством. Но главный вопрос, возникший после просмотра: Зачем человек отправляется в Космос ради ответов на земные вопросы?

    И, несмотря ни на какие заявления, классика не стареет, и рукописи не горят. Спустя 40 лет «Одиссея» остается актуальной. Не только по спецэффектам (пусть сейчас хоть один режиссер попробует за $ 12000000 создать хоть что-то подобное без компьютерной графики), но и по части технологий: фильм показал нам наше же альтернативное будущее. Таковым оно могло быть, если бы человечество продолжило курс на индустриализацию, а не повернулась бы к информатизации.

    Впрочем, не стоит все лавры складывать на плечи Кубрика. Ведь фильм снят по рассказу Артура Кларка (он же — сценарист). К сожалению, с творчеством Кларка я не знаком. Так что отправляюсь восполнять упущенное…

    10 из 10

    6 февраля 2008 | 16:32

    Вообще, создалось впечатление, что для Кубрика этот фильм, в основном, место для экспериментов — с цветом, кадром. Здесь он применяет какие-то свои находки. Не случайно так затягивает некоторые моменты — вроде космического корабля внутри (красно-белый цвет обстановки, хождение по кругу) или космический пейзаж. Понравилось окончание фильма. Но пересмотреть надо будет еще раз, не ночью, когда так тянет в сон.

    24 декабря 2006 | 23:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 385 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 129 руб.
    DVD, 385 руб.
    саундтрек, 306 руб.
    саундтрек, 816 руб.
    саундтрек, 545 руб.
    подробнее

    Новости


    Руперт Гринт вместо Стэнли Кубрика снимает высадку американских астронавтов на Луну, Джерард Батлер вновь спасает мир, Джейсон Стэйтем опять надирает задницы, Рассел Кроу теряет рассудок, а в Оливию Уайлд вселяются демоны. В Москве презентациями компаний West и «Парадиз» открылся 96-й Российский международный кинорынок. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где Люк выступил не только автором сценария, но и режиссером, а в этом ему практически нет равных. Такой проект появляется в жизни лишь несколько раз. Ну и как я мог отказаться от «Люси»? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В журнале Sight & Sound опубликованы любимые фильмы Федерико Феллини. На первом месте сразу три картины Чарли Чаплина, а на последнем — его собственные «Восемь с половиной». Плюс рекомендации от Акиры Куросавы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ФокусFocus18 685 137
    2.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service11 880 077
    3.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water10 820 212
    4.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey10 555 195
    5.Эффект ЛазаряThe Lazarus Effect10 203 437
    27.02 — 01.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ФокусFocus232 637 296
    2.Батальонъ111 964 128
    3.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service59 752 097
    4.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water49 655 498
    5.Книга жизниThe Book of Life37 773 990
    26.02 — 01.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 397 619330 140
    Деньги628 433 299 руб.93 740 074
    Цена билета262,11 руб.2,64
    26.02 — 01.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    45.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.464
    46.12 разгневанных мужчин12 Angry Men8.464
    47.Унесённые призракамиSen to Chihiro no kamikakushi8.463
    48.ТитаникTitanic8.459
    49.Хороший, плохой, злойIl buono, il brutto, il cattivo8.458
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.55%
    27.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.50%
    28.ГоловоломкаInside Out93.37%
    29.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.27%
    30.Черная мессаBlack Mass93.25%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Демоны Деборы ЛоганThe Taking4
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey122
    Книга жизниThe Book of Life10
    Духless 216
    Кровавая леди Батори11
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Духless 26.231
    ФокусFocus7.249
    Робот по имени ЧаппиChappie
    Книга жизниThe Book of Life7.638
    СнайперAmerican Sniper6.861
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЗолушкаCinderella06.03
    МордекайMortdecai12.03
    Суперфорсаж!Superfast!12.03
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent19.03
    Любовная загвоздкаAccidental Love02.04
    премьеры