всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время149 мин. / 02:29
Номинации (3):
Смотрите в кино:
2 сеанса в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
67 + 3 = 70
9.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В основу фильма лёг рассказ Артура Ч. Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951 году. Кларк разработал сценарий вместе с Стэнли Кубриком ещё до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма.
    • В своих исследованиях Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращать съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Если заменить каждую букву HAL на следующую в английском алфавите, получится IBM.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 19 фактов
    Трейлер 03:32
    все трейлеры

    файл добавилGreenSide

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2802 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Всё как-то не доходили руки до этого «произведения». И вот посмотрел… Знаете, когда приходишь на концерт, в котором исполняют какую-нибудь песню, и исполняют замечательно, то все аплодируют, даже стоя. Но есть и другие исполнители, мягко говоря неудавшиеся, несостоявшиеся, без таланта, коих сейчас пруд пруди, «звёзды», на которых смотреть ещё можно, но слушать невозможно. И всё же они «звёзды», по крайней мере, они о себе так думают и пытаются людям навязать это мнение. Пробы негде ставить. Как это ни странно, но и им тоже хлопают, ну так, как бы для приличия все хлопают, кому нравится и кому не нравится. А ведь были времена, когда таких «звёзд» могли и яйцами с помидорами забросать. Ну не можешь ты петь, так займись тем, к чему у тебя есть способность. Делай мебель, выращивай цветы, клади кирпич, стань хорошим массажистом, парикмахером, стань кем-нибудь, но только не пой. На людях не надо. В караоке тоже, не надо. Где нибудь дома, в ванной. Давайте будем честными, не нужно аплодировать бреду и его будет меньше в нашей жизни, а поощрять талант и его будет больше. Всегда поражался, когда накалякает какой нибудь художник, что-то невразумительное и добрая половина искусствоведов, на выставке, с бокалом шампанского, закинув голову изрекают:

    - А что, в этом что-то есть!

    Да нет в этом ничего. Просто нет. Пустышка. И не нужно охать и ахать. Вот и по этому произведению высказываю моё мнение. Моё мнение не есть аксиома, просто во мне говорит честность, в рамках моего воспитания. Когда мне плюют в глаза и говорят, что это Божья роса… Простите, это плевок. Когда в хронометраж вкладывают чёрный экран, на протяжении нескольких минут, и преподносят, как что-то нужное и значимое, это чушь. Как кто-то выше сказал, что режиссёр снял этот фильм для себя и на зрителя ему наплевать. Он снимал так, как хотел и что хотел. То почему мне тогда не наплевать на режиссёра? Бред! Маразм! Воспалённое воображение! Еле-еле досмотрел, просто стало интересно, чем же эта бредятина закончится. Ничего не связанно, не раскрыто, замылено, запутано, недосказанно и… Естественно чёрный экран после титров. Зритель сам додумает, доскажет, дофантазирует. Шедеврально! Браво! Брависсимо! И не нужно мне промывать мозги. И так не могу их до кучи собрать. Пойду покурю…

    Покурил. Всё по-прежнему — провал. Да, несомненно для тех лет спецэффекты на несколько голов выше наших «Москва — Кассиопея» и «Через тернии к звёздам». И всё! Всё! Больше ничего. Нет слов. Есть фильмы неудавшиеся, но это… Вы знаете, когда-то смотрел фильм, в котором подростки, где-то в Колумбии, попали в руки наркодилеров и торговцев органами людей. Их по-живому резали. Из всей компании спаслись только парень и девушка. Очень жёсткое, грязное кино. Так вот, рана в моей душе и в памяти на всю жизнь осталась. Так случилось, что, Слава Богу, забыл название фильма и вспоминать не хочу. Всегда с опаской отношусь к фильмам на колумбийскую тематику — не хочу попасть на этот фильм. И этот «шедевр» Кубрика хочу забыть. Наверное это выше меня. Выше моего восприятия Мира, Вселенной и Любви. Возможно. Как забыть и не видеть никогда больше? Пойду курить…

    1 из 10

    7 февраля 2016 | 23:34

    Включаете компьютер, находите у себя нечто, именуемое стандартным музыкальным проигрывателем, запускаете его, добавляете в список воспроизведения полтора десятка популярных классических/инструментальных композиций и… Плэй!

    То, что Вы увидите в центре экрана (обычно обзывается «визуальными эффектами») и будет сущностью «Космической одиссеи». Главное условие: расслабьтесь. «Торопиться не надо!» Это, видимо, девиз режиссера. Важно полное погружение. Только качественная имитация анабиоза спасет Вас от суетного порыва выключить к чертовой матери эту удивительно талантливо (как можно спорить с очевидным?!) нарисованную нудятину. Помните: Вы летите. И не надо глупых вопросов типа «куда?» и «зачем?» Это не Вашего ума дело. Летите и всё. Удачи!

    Полагаю, разве что неспешно текущая насыщенная радиацией вода из «Сталкера» А. Тарковского может сравниться по глубине с эффектным зрелищем, предлагаемым нашему вниманию С. Кубриком на стадии подлёта героя его «Космической одиссеи» к Юпитеру. Что ж, по-моему, это достойный ответ. А зрители… Подумаешь, зрители — что они вообще понимают в искусстве.

    Чудовищно медленный фильм. Определенно, рекордсмен по количеству событий на единицу времени. Испытание не для слабонервных. Хотите проверить себя — это шанс.

    А ведь сравнительно неплохо всё начиналось. Обезьянки, кости… Жаль, так резко всё оборвалось. Дальше — непременный атрибут голливудского кино — соперничество с русскими — даже забавно. Ждешь, что вот-вот начнется, но… Уже новая тема: загадочная находка на Луне. Буквально несколько кадров и… Курс на Юпитер! Я не слишком быстро перечисляю? О, поверьте, С. Кубрик точно никуда не торопился! Последний содержательный отрывок и… можно выключать телевизор. И включать компьютер. Те самые «визуальные эффекты». Оскар, между прочим. Фанатам абстракционизма посвящается. Остальные могут себя даже не утруждать. Без шансов.

    Для 1968 года картинка, конечно, запредельная (хотя обезьяны и не впечатлили), но содержания фильму добавить, определенно, не мешало бы. Ибо… Невозможно смотреть.

    3 из 10

    24 марта 2011 | 14:11

    Смысл сего творения (а также мораль) можно только высосать из пальца. Что в это вкладывал режиссер, только ему и осталось известно. Артхаус артхаусов, не иначе.

    В фильме есть интересные сюжетные «зацепки», но ни одна из этих зацепок не вылилась в захватывающую внимание сюжетную линию.

    Так мы и не поняли, зачем инопланетяне расставили свои артефакты-монолиты, зачем нам показали «обезьян», овладевших орудиями убийства (покажите тогда нам Темные века средневековья и эпоху Возрождения…). Весьма интересная задумка с взбунтовавшимся компьютером закончилась в итоге без всяких интриг, предсказуемо. Данная тема в сто крат лучше раскрыта в рассказе «Человек по Платону» Р. Шекли.

    С физикой у авторов серьезные проблема: актеры не смогли передать невесомость, было забавно наблюдать попытки актрисы-«стюардессы» неуклюже ходить как бы в магнитной обуви, или как летчик корабля в невесомости (!) облокачивался (!) на спинки сидений… Это эксперты НАСА подсказали?

    Итак, фильм невообразимо нуден, имеет невнятные сюжетные линии, бессмысленные диалоги, местами сопровождается ужасными психоделическими звуками и видеорядом.

    Из плюсов — только некоторые декорации и футуристические идеи.

    5 из 10

    30 мая 2011 | 23:55

    Почти сорок пять лет прошло с момента выхода на экраны «Космической одиссеи». Вопреки распространённому заблуждению, эта картина не является экранизацией одноимённого романа Артура Кларка. На самом деле, Кларк и Кубрик создавали свои произведения одновременно в тесном сотрудничестве друг с другом (при этом некоторые идеи были заимствованы из раннего рассказа Кларка «The Sentinel»). Более того, когда Кларк писал продолжения «Одиссеи», в некоторых вопросах он предпочёл отталкиваться от фильма, а не от своей собственной книги.

    Интересно, что в то время очень многие критики восприняли эту картину в штыки, но с течением времени отношение к ней изменилось к лучшему, и сейчас «Одиссею» часто называют одним из величайших фильмов в истории. Заслуженна ли эта репутация и может ли нам, людям, живущим в двадцать первом веке, быть интересен этот допотопный фантастический фильм?

    Я отвечаю на оба этих вопроса утвердительно. Правда, с первого раза мне, как и многим другим, «Одиссея» не понравилась, о чём я и написал в своей рецензии на «Сияние». Но в то же время мне было понятно, что в этом фильме что-то есть и он заслуживает того, чтобы я дал ему второй шанс. Как оказалось, я был прав — теперь это кино в списке моих любимых.

    Основная прелесть этого фильма состоит в том, что он снят наперекор всем законам кинематографии. Он, если вы позволите мне перефразировать одного из героев, deliberately boring, т. е. нарочито скучен, а подчас просто откровенно зануден. Начинается он с того, что на абсолютно чёрном фоне в течение пяти минут звучит классическая музыка — и одно это способно довести неподготовленного зрителя до белого каления. Люди в фильме какие-то неинтересные, ничем не проявляют своих эмоций и выглядят ненужным придатком машин и космических кораблей. А заканчивается «Одиссея» совершенно непонятно, как бы ничем не вознаграждая зрителя за его безграничное терпение. Ну и как такой фильм может понравиться, как бы хорошо он ни был снят?

    Дело в том, что Кубрик нарочно дистанцируется от зрителя — это часть его стиля. Вместо того, чтобы манипулировать чувствами зрителя, как это, к примеру, делает Спилберг в «Инопланетянине» или «Искусственном интеллекте», он непосредственно воздействует на его чувство прекрасного. Таким образом, фильм приближается к категории «чистого искусства», и настроение, с которым его нужно смотреть, или точнее, настроение, которое он у вас создаст, если вы не будете этому противиться, сродни настроению, с которым вы слушаете классическую музыку или посещаете художественный музей.

    В центре повествования — монолиты, таинственные объекты, по всей видимости, инопланетного происхождения. Появление одного такого монолита в своё время способствовало появлению разума у человекообразных обезьян. И теперь, т. е. в 2001 году, после «периода перестройки, длившегося несколько тысяч лет», другой подобный объект, целенаправленно погребённый под толщей лунного грунта, был впервые обнаружен «человеком разумным». Это можно считать завязкой фильма.

    Что касается концовки, то не всё в ней поддаётся логическому объяснению и не всё должно восприниматься буквально, но, по крайней мере, её основная идея вполне прозрачна. Достаточно обратить внимание на то, что музыкальной темой, неизменно сопровождающей появление монолитов в кадре, является вступление к поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Это, в свою очередь, отсылка к работам Ницше и его идее о сверхчеловеке, который — внимание! — по своему могуществу должен превзойти современного человека настолько, насколько тот превосходит обезьяну.

    С технической точки зрения фильм великолепен. Только диву даёшься, каким образом Кубрик сумел снять космические сцены так, что они отлично смотрятся и сейчас, сорок с лишним лет спустя. В Америке до сих пор ходят слухи о том, что знаменитые кадры высадки американцев на Луну (которая произошла через год после выхода фильма) — не более чем искусная подделка, снятая Кубриком. Слухи, конечно, ничем не подтверждённые, но сам факт их существования говорит о многом.

    Из примера с «Заратустрой» уже понятно, что очень важную роль в фильме играет великолепно подобранная классическая музыка. Почему-то в кино под классическую музыку часто совершаются всевозможные мерзости. Энни Уилкс из «Мизери» ломает ноги Пола Шелдона под Лунную сонату, Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят», слушая баховские «Вариации Гольдберга», между делом потрошит тюремщиков, даже Алекс, садист и насильник из следующего фильма Кубрика — «Заводного апельсина» — больше всего на свете обожает девятую симфонию Бетховена. И только в «Космической одиссее» классическая музыка используется по своему прямому назначению — подчёркивает величие и непознаваемость космоса.

    Впрочем, два с лишним часа чистой эстетики — это слишком много даже для подготовленного человека, и к счастью в фильме есть один персонаж, который очень сильно оживляет повествование. Это мощнейший суперкомпьютер «ХЭЛ-9000». Мы видим его всего лишь как весьма условный красно-оранжевый зрачок, но этот зрачок вкупе с безукоризненной манерой вести разговор и вкрадчивыми интонациями (отличная озвучка канадским актёром Дагласом Рэйном) постоянно держит зрителя в напряжении. Этот компьютер явно себе на уме и от него с самого начала ждёшь чего-нибудь нехорошего.

    Объяснить поведение ХЭЛа — также задача чрезвычайно интересная. Сам Кларк в продолжении «Одиссеи» написал, что в мозгу ХЭЛа произошёл логический конфликт между двумя взаимоисключающими директивами: всячески содействовать экипажу в его работе — и в то же время скрывать от него информацию о целях экспедиции. Впрочем, «Одиссея», как и любое настоящее произведение искусства, уже давно зажила своей жизнью, независимой от своих создателей, и фанаты с тех пор успели предложить гораздо более интересные версии. Мне, например, нравится думать, что ХЭЛ стремится выиграть у человечества эволюционную гонку, добравшись до монолита первым.

    Подводя итог, я настоятельно рекомендую к просмотру «Космическую одиссею», тем более что подобных ей философско-фантастических фильмов было снято совсем немного. Кое-что из Тарковского, с некоторой натяжкой — «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта — это, пожалуй, всё, что я могу назвать. Впрочем, я не самый большой знаток кино, и буду только рад, если вы поправите меня в комментариях. Даже если вы и не оцените этот фильм сразу, некоторые вещи — такие, как сопровождаемая музыкой Штрауса стыковка космических кораблей, зрачок Хэла, взирающее на нас из космоса «звёздное дитя» — определённо останутся в памяти и, быть может, побудят вас вернуться к нему позже.

    9 из 10

    4 января 2015 | 23:32

    Впервые увидел этот фильм, когда было мне может лет 10… Естественно ничего не понял, но стараться понять этот фильм и не стоит! Каждый здесь найдет свое: кто-то будет упиваться философским подтекстом, а кто-то просто наслаждаться эпической картинкой и музыкой. Кубрик взялся не за самое однозначное произведение, каким является одноименный роман Кларка… Вы только подумайте! Попытаться снять фильм о происхождении человечества! У него все получилось. Количество диалогов в фильме минимально: слова здесь были бы смешными и лишними, они здесь как актеры второго плана-просто немного передают атмосферу. Вместо этого-величественная музыка и потрясающие космические панорамы. А эти медленные, неспешные сцены? Камера движется лениво и плавно. Человек встретился с вечностью, а вечности спешить некуда.

    Фильм очень неоднозначный, но от его просмотра вы ничего не потеряете, зато задумаетесь о вечном и, возможно, вспомните детство, когда нас так живо волновало все таинственное…

    10 из 10

    5 октября 2010 | 11:21

    1968 год навсегда вошел в историю научно-фантастического кино, как год, подаривший миру незыблемую классику жанра под названием «2001: Космическая одиссея», которая во многом стала настоящим прорывом в заданной теме и определила дальнейшее развитие жанра на годы. Творение автора первоисточника и сценариста экранизации Артура Ч. Кларка и гениального режиссера Стэнли Кубрика стало настоящей одой человечеству и загадкам мироздания. Конечно, мы лишь можем догадываться о происхождении нашей расы и предполагать существование внеземного разума. Некоторые теории о вселенской эволюции носят материальный характер с четко выраженными структурами, другие же наоборот видят вершину эволюции мира в энергетической составляющей и даже некой отрешенности. Так вот «2001: Космическая одиссея» носит в себе все предположения разом, которые до конца не раскроются даже в финале, ибо познать Вселенную со всеми ее секретами не может никто. Но как основа для хорошего, и где -то даже бессмертного кино, подобные размышления Артура Кларка оказались более чем пригодными.

    Итак, картина открывается для нас видом из открытого космоса под величественную композицию Рихарда Штрауса «Заратустра». Стэнли Кубрик не спешит вводить зрителя в основной сюжет и музыкальными композициями настраивает нас на нечто возвышенное и неосязаемое. Несколько смущает начало фильма, названное авторами как «Рассвет человека», ведь на протяжении добрых 20 минут мы наблюдаем за племенем древних обезьян, от которых по версии картины мы впоследствии и произойдем. Однако в прологе существует одна важная деталь — загадочный черный Монолит, который и повлиял необъяснимым образом на эволюцию нашего рода. После открытия подобного факта мы переносимся в 1999 год, когда развитое общество освоило космические полеты и нашло второй Монолит на Луне, который связан энергетическим сигналом с орбитой Юпитера. Правительство США создает космолет «Дискавери», который и должен в первые в истории достичь газового гиганта и открыть тайны черных монолитов. А ключевыми лицами экспедиции 2001 года станут капитан Дэйв Боуман, старший помощник Фрэнк Пул, а также усовершенствованный компьютерный интеллект ХЭЛ-9000. И, как окажется, самая выдающаяся экспедиция человечества столкнется с не менее серьезными проблемами, лишь небольшая доля которых будет связана с Монолитами…

    Спустя годы после премьеры фильма самое первое что бросается в глаза, так это поразительно качественные спецэффекты и дизайн интерьеров, которые мало чем устарели, ну а в сравнении с подавляющим большинством средней руки фантастики 80-90-х годов прошлого века, «2001: Космическая одиссея» просто поражает своим качеством! И если с визуальной точки зрения вопросов нет, то остаются некоторые проблемы с восприятием картины по художественной части. как определяют многие, и я в том числе, для количества материала, показанного в картине, слишком уж затянут хронометраж. Кубрик старается настроить нас на нужный лад, но продолжительные сцены с помпезными композициями, слишком растянутый пролог, а также частое сопение астронавтов и отсутствие диалогов во время основного полета «Дискавери» вводит в сонное состояние. Однако при всем при этом картина подарила нам прообраз одного из главных злодеев современного кино — зловещий и холодный компьютерный интеллект. И хотя на самом то деле ХЭЛ-9000 не получил внушительного экранного времени и не он является центром истории как могло показаться из множественных восхищенных источников, но толчок развитию жанра ХЭЛ-9000 дал несомненно. Ну а также стоит отдельно предупредить любителей современного музыкального сопровождения — весь саундтрек фильма пропитан классическими мелодиями, причем в предпочтении к Йогану Штраусу и Рихарду Штраусу. Так что приготовьтесь смотреть и слушать настоящую оду во всех смыслах этого слова, а не проходной летний блокбастер.

    «2001: Космическая одиссея» Кубрика и Кларка призвана показать нам, насколько мы незначительны в масштабах Вселенной, но можем приблизиться к разгадкам ее вопросов вплотную, причем перейдя в более духовное состояние как тела, так и самой души. Однако если убрать возвышенность повествования, то уже с высоты лет можем позабавиться над представлением кинематографистов 1968 года начала 21 века! Как можно увидеть, СССР все еще не распался, люди построили на Луне колонии, налажена мобильная видеосвязь, повсеместное использование микроволновых печей и т. д. Кое-что стало реальностью, кое-что на данный момент просто невозможно, но Кубрик сумел настолько интересно, и в то же время по холодному научно подать материал, что смотреть его картину интересно при всех исторических не состыковках. А что касается взаимоотношений США и СССР, то стоит обратить внимание на картину «2010» которая является прямым продолжением фильма Кубрика и делает крен в политику и взаимоотношения народов, которое лишь поверхностно задето в «2001: Космическая одиссея».

    В итоге хочу сказать что «2001: Космическая одиссея» является нерушимой классикой, и картиной, на которую во многом начал равняться научно-фантастический жанр кинематографа. Конечно сейчас в картине можно найти недочеты, влияющие на общее впечатление, но творение Стэнли Кубрика все равно будет монументальным и бессмертным.

    8 из 10

    2 сентября 2013 | 01:32

    «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика начинается буквально с демонстрации чёрного экрана на фоне гнетущей музыки, напряжённость которой постоянно возрастает. Такой приём отлично погружает зрителя в величественную атмосферу фильма с весьма неторопливым повествованием. Дальнейший пролог, где мы видим жизнь на планете древних обезьян вроде бы мало связан с дальнейшими событиями. На самом же деле, связь вполне очевидна: мы видим самое начало времён, рассвет человечества. По словам самого Стэнли Кубрика, сердцем картины является понятие Бога. И Богом в представлении Кубрика является нечто глубокое, загадочное и непостижимое с точки зрения человека, но великое и, очевидно, дающее толчок для дальнейшего развития Человека и постижения им Вселенной. В картине это представлено в виде чёрного прямоугольника, идеально гладкого, совершенного монолита. Именно после появления этой фигуры австралопитеки осваивают умение использовать орудия труда.

    Следующий же эпизод, напротив, перемещает нас в далёкое будущее, где технологический прогресс ушёл далеко вперёд. Здесь следует сказать, что лента Кубрика — это, в первую очередь, ода красоте космоса, величественной и необъятной Вселенной. Можно бесконечно наблюдать за поразительными видами космического пространства, где корабли, станции, звёзды и планеты кружатся в восхитительном вальсе, а вокруг не слышно не единого звука, кроме прекрасной музыки Рихарда Штрауса. В техническом плане это кино ни в коем случае нельзя назвать устаревшим: оно и по сей день способно поразить своей зрелищностью, спустя более чем пятьдесят лет после премьеры.

    Вообще можно провести множество времени, рассказывая о технологиях в фильме, сравнивая их с теми, что мы имеем на данный момент. Но наиболее интересной вещью среди всех технологий в «Одиссее» является компьютер «ХЭЛ 9000». По сути, венец творения человека. Искусственный интеллект, способный самостоятельно мыслить, разговаривать с людьми, создавая видимость или же действительно воспроизводя реальное общение. Здесь также проявляется характерная особенность направления в фантастике «бунта машин», а создатели фильма сотворили, вероятно, самого страшного антагониста за всю историю кино. «ХЭЛ» может солгать, может вывести из строя системы корабля, может, наконец, убить члена экипажа, сымитировав несчастный случай. Всё это — лишь ради того, чтобы скрыть от команды истинные цели экспедиции. Хладнокровное, бездушное существо. С ним не помогут торги и уговоры — на вооружении этой машины лишь безупречная логика, которой та следует. Наконец, холодный, безэмоциональный и оттого крайне пугающий голос — всё это «ХЭЛ 9000».

    Особого внимания в картине заслуживает финальная часть, где Дэйва Боумена, главного героя ленты, уносит «за бесконечность». Этот потрясающий эпизод полон психоделических, абсурдных, завораживающих образов. Осознать в полной мере это крайне трудно, вся эта часть воспринимается на каком-то совершенно ином, интуитивном, подсознательном уровне. Это действительно практически невозможно объяснить словами, каждый должен сам увидеть это буйство красок, демонстрирующее поток сознания главного героя. Заканчивается же всё это на символическом моменте, когда Дэйв касается монолита и переходит на совершенно новую степень развития: зритель наблюдает образ младенца на фоне космоса.

    Всю художественную ценность «Космической одиссеи» невозможно передать в рамках одной рецензии. Это очень глубокое и многогранное кино, приобретающее со временем только большее значение. В конце концов, вселенная необъятно огромная, интересная, поражающая воображение. А человек на данный момент находится слишком далеко от того, чтобы полностью познать её. Но, возможно, мы так никогда и не сможем до конца понять всю загадочную сущность вечности.

    20 ноября 2015 | 16:33

    Одно время увлеклась лучшими фильмами 20 века — вычитала, что Космическая Одиссей — один из таких. Полная надежд уселась перед телевизором. Начинался он где-то около часа ночи, ну и сами знаете сколько по времени идет.

    Сначала все было даже более-менее понятно и интересно, но большую часть фильма я досматривала в легком недоумении. Я, конечно, понимаю, что для того времени, когда фильм вышел — это были мега кадры: космос, летящий, а точнее ползущий корабль (да простят меня поклонники фильма), ну и апогей: это стыковка шатла и корабля. Я уже сосчитала все звезды на безоблачном небе, а они приблизились только сантиметров на 5 в масштабах телевизора.

    В общем к моменту, когда герой пялится на пресловутую черную стеллу, я уже конкретно засыпала, приоткрывая глаза раз в пять минут, чтобы убедиться, что ничего не изменилось…

    Тем не менее, я не жалею, что посмотрела этот фильм — сделала для себя вывод: каким же волшебным, неизвестным и притягательным был космос, если наши предки во втором поколении только выдерживали все это, но еще и неоднократно с неослабевающим вниманием пересматривала этот необычный, но на мой взгляд несколько устаревший фильм.

    26 сентября 2008 | 15:05

    Несомненно, Стенли Кубрик и Артур Кларк создали ныне непревзойденный научно-фантастический фильм. И я говорю не о великолепных спецэффектах и прочих вещах, на которые смотрит современный зритель. Я говорю о культурном феномене, о поколениях людей, которые после просмотра этого фильма, будут смотреть на небо и видеть не что-то далекое и невозможное, а то, к чему нужно стремиться.

    Спустя многие годы фильм не теряет того, за что он так любим многими. Тот смысл, который Кубрик и Кларк внедрили в этот фильм, будет вдохновлять миллионы людей на свершения. И тут нужно говорить не только о космических свершениях. Люди не готовы к чему-то кардинально новому, поэтому смотря наверх, чаще всего видишь пустоту. Фильм в буквальном смысле расширяет сознание давая понять, что это лишь начало пути, что твои дети, или дети твоих детей, смогут ощутить что, чего не сможешь ты, смогут добиться того, чего не смог добиться ты. 

    Культурная ценность данного фильма неизмерима. Финальный смысл поймут не все. Но это кино, каким оно и должно быть, расширяющее сознание человека на пути к бесконечности. Феноменально! Гениально!

    10 из 10

    10 ноября 2014 | 00:40

    «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».

    Одной этой строчкой из самого знаменитого ницшевского романа «Так говорил Заратустра», можно охарактеризовать весь постулат самого великого из великих научно-фантастическо-философских фильмов всех времен.

    Человечество кичится своими научными достижениями, появляющимися из года в год, но так и не познало сути, самого главного — смысла своего существования. Кто мы, откуда мы, для чего мы? Извечные вопросы, на которые, в ближайшее будущее мы вряд ли сможем найти ответы. Даже если и получим, то, скорее всего, будем чрезмерно удивлены их возможной простотой и очевидностью.

    Кубрик шагнул на несколько десятилетий вперед, его «Космическая одиссея» — это картина, опередившая своё время, как в техническом, так и в философско-моральном плане. По ходу просмотра фильма в моей голове возникало множество вопросов: «зачем», «почему» и «что» режиссёр нам хотел показать своими специфичными художественными приёмами, но уже к середине картины они сошлись на нет — все вопросы на потом. Весь фильм — это одно сплошное эстетическое удовольствие. Наслаждение непередаваемыми словами, завораживающими зрительными образами вкупе с гениальной классической музыкой. Игра цвета и звука, пожалуй, это одна из самых важных составляющих «Космической одиссеи 2001 года».

    Стоит только сейчас себе представить, что съемки картины начались спустя четыре года после первого полёта человека, нашего соотечественника Юрия Гагарина, в Космос. В мире во всю идёт «холодная война», которая едва не переросла в «горячую». 1965 год — этап «разрядки международной напряженности», Стэнли Кубрик начинает съемки картины, в которой советские и американские астронавты сотрудничают вместе. Да, кто бы мог тогда такое подумать? И вот, буквально по истечению четырёх лет после выхода фильма на большой экран, объявлен старт советско-американской космической кампании «Союз-Аполлон».

    У меня в памяти, при воспоминании того или иного просмотренного фильма, всегда встаёт образ, яркий фрагмент. В случае с «Космической одиссеей» перед глазами возникает корабль-«хребет» величественно проплывающий в тёмном космическом пространстве. Или ещё один фрагмент — неподдельно удивленный взгляд, сквозь стекло шлема скафандра, астронавта Дэйва Боумана, узнавшего о цели своей миссии.

    Дерзко и смело раздвинув границы киноискусства, Кубрик, словно спрашивает нас, современное поколение, спустя эти годы: «Ну что, Человек, насколько далеко ты отошёл от той первой обезьяны, поднявшей палку на своего сородича? Куда делось твоё стремление к самопознанию? Что же вы все не прекратите свои междоусобные войны и не направите свои амбиции на путь созидания?»

    30 августа 2011 | 06:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    Новости


    Сценарий Стэнли Кубрика «Склон» (The Downslope), написанный им в 1956 году, ляжет в основу трилогии, первый фильм которой поставит режиссер «Войны миров Z» Марк Форстер. Трилогия обещает быть исторической драмой с примесью экшна. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где Люк выступил не только автором сценария, но и режиссером, а в этом ему практически нет равных. Такой проект появляется в жизни лишь несколько раз. Ну и как я мог отказаться от «Люси»? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Самый одиозный кинокритик США Армонд Уайт выдал свою коллекцию лучших фильмов 2015 года. Поскольку следить за Уайтом всегда интересно, давайте посмотрим, как он противопоставляет кино ушедшего года. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    О, Шайа, ты, ходячий генератор мемов, как хорошо, что ты есть! Недавно записанная актером мотивационная речь, не просто развеселила интернет, а взорвала его, как даже пакету на голове ЛаБафа не удавалось. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 341 282 042
    2.ВыжившийThe Revenant12 779 530
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens11 116 684
    4.И грянул штормThe Finest Hours10 288 932
    5.Миссия в МайамиRide Along 28 426 610
    29.01 — 31.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3372 163 725
    2.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa67 394 505
    3.5-я волнаThe 5th Wave53 525 214
    4.Статус: Свободен37 280 311
    5.ВыжившийThe Revenant35 685 759
    29.01 — 31.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 741 205299 536
    Деньги720 000 641 руб.82 623 719
    Цена билета262,66 руб.1,62
    29.01 — 31.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    35.Пролетая над гнездом кукушкиOne Flew Over the Cuckoo's Nest8.484
    36.ПробуждениеAwakenings8.481
    37.Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужиныPirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl8.476
    38.ХористыLes Choristes8.476
    39.Джентльмены удачи8.473
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice93.17%
    22.Три девяткиTriple 992.82%
    23.Братья из ГримсбиGrimsby92.81%
    24.ВаркрафтWarcraft92.80%
    25.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.75%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Это – АнглияThis Is England44
    Везуха!2
    Игра на понижениеThe Big Short44
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 320
    И грянул штормThe Finest Hours11
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.784
    И грянул штормThe Finest Hours7.500
    30 свиданий6.241
    Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa6.626
    ВыжившийThe Revenant7.974
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДэдпулDeadpool11.02
    В центре вниманияSpotlight11.02
    Лазурный берегBy the Sea11.02
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    премьеры