всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время146 мин. / 02:26
Номинации (3):
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
61 + 3 = 64
9.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • В основу фильма легли рассказы Артура Ч. Кларка, автора тетралогии «Космическая одиссея», который сам и работал над сценарием.
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращать съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • В своих исследованиях Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 18 фактов
    Трейлер 03:32
    все трейлеры

    файл добавилGreenSide

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2200 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не увлекаюсь фантастикой. Но говорят, хорошая фантастика — это больше чем фантастика, это философия и мифология!

    Современному зрителю, избалованному компьютерной графикой, конечно, этот фильм не придется по вкусу. Я тоже осталась равнодушной в целом. Однако для меня он знаковый по ряду личных причин, и этот фильм как никак до сих пор мировое кинематографическое сообщество признает одним из лучших. Это что-то да значит.

    Картина заслуживает восхищения жителя 21 века! Потому как мы можем оценить шедевральные декорации будущего в его постановке Кубриком с позиции очевидца. Видеосвязь (скайп) тогда был фантастическим предчувствием, а сейчас это дело обыденное. И голосовая идентификация не столь распространена, но практикуется. В этом плане это фильм-пророчество. Очень добротно, очень точно и ничего лишнего.

    По поводу затянутости можно сказать следующее: есть вещи, не предназначенные для спешки. И музыка есть со словами, а есть без, лишь инструментал. Есть фильмы в жанре «экшн», а есть своеобразный посыл к медитации. Можно назвать фильм гениальным, если режиссер сознательно или бессознательно творит последнее. Будто отправляет тебя в иное измерение. И ты не отмеряешь при просмотре, сколько длится какой кадр. Не можешь даже остановить сеанс. Вообще, для наилучшего понимания фильмов необходимо отключаться от повседневных вопросов. Тогда, возможно, откроется многомерность смысла увиденного и сказанного. То есть просмотр фильма — серьезная вещь и требует определенной настройки сознания или лучше не смотреть вовсе, чтобы потом не плеваться: «да нафига все это снято».

    Не могу «Космическую одиссею» отнести к гениальному произведению, я не испытала катарсиса какого-либо осознания. Визуальный ряд, конечно, шикарен, местами, как верно замечено выше, просто психоделичен (годен для измененного состояния сознания, чтобы словить прозрение, испытать нечто). Классическая музыка — на то и классическая, что на все времена актуальна. Существует и запись космоса, и творчество композиторов, теперь до зубов вооруженных техническими возможностями создания любого музыкального фона, и самого футуристического, который бы звучал очень реалистично в рамках этой картины. И если бы Кубрик снимал ее сейчас, то, возможно, использовал современные саундтреки. А возможно и нет, все равно отдал бы предпочтение проверенной временем классике. Музыка Штрауссов величественна, грандиозна и неплохо справляется с задачей подчеркнуть победную поступь прогресса человеческой цивилизации и непостижимую мощь бесконечности Вселенной.

    Человек.. прогрессирует ли он сам, в сущности своей?.. Да, пожалуй, я нащупала основной вопрос фильма!! Теперь спустя несколько часов размышлений над ним.

    На это натолкнуло сравнение сцен с обезьянами и случайной международной встречи работников космоса на транзитном космическом корабле. Внешне различие огромно, а внутренне? Очень много общего..

    Столкновение искусственного интеллекта с человеческим.. Какой одержит верх? Самое забавное здесь, что компьютер более алогичен и эмоционален, чем сами люди. Он просто милашка по сравнению с запрограммированными живыми организмами, называющими себя людьми. По крайней, мере актерская работа последних двух космонавтов не впечатлила.

    Окончание очень непонятно. Но введение образа эмбриона в финале — это, конечно, сильно! Мощнее некуда: зародыш человека в планетарном масштабе!! Но о чем это? Ясно одно: человек среднестатистический совершенно далек от осознания грандиозного замысла Творца Вселенной. Медитировать, медитировать и медитировать до отключения всех жизненно важных функций. И, возможно, тогда случится нечто..

    Вспомнила во время просмотра о «Солярисе» — отечественном фильме из этой же серии, с которым я еще не знакома, и само собой, что следующий свой киносеанс я посвящу детищу Тарковского: давно пора! Интересно будет их сравнить.

    Вообще обожаю космическую тему, и очень тепло отношусь к нашим детским фантастическим фильмам: «Москва-Кассиопея», «Большое космическое путешествие».

    18 октября 2014 | 23:33

    Поражена таким множеством положительных оценок и тем, что фильм на втором месте из тех фильмов, которые нужно посмотреть. Нужно так же, как обязательно надо учить историю даже если она вам не нравится из-за своей субъективности и неважно каких еще с Вашей точки зрения недостатков. Нужно посмотреть из приличия.

    Посмотреть, чтобы со знанием дела говорить о недостатках.

    Первые полчаса фильма мимо тазика — я не верю в то, что обезьяны предки человека. Дарвин объяснил изменения внутри видов, а не их происхождение.

    Потом вообще НИЧЕГО. Визуальные эффекты не могут быть «хорошими для своего времени» — они или хорошие или нет. Картину пишут разными красками — м. б. акварель или гуашь или масло или акрил, но она или хороша или нет. Эффекты в фильмах Тарковского хороши. Даже наша советская Туманность Андромеды таинственна и эффекты незамысловаты, но нагнетают таинственность в достаточной мере.

    А данный шедевральный фильм НИКАКОЙ. Его даже плохим не назовешь. Он нудный, пафосный, бесчувственный, высокомерный, унижающий человека. Величие Вселенной? Нет — тут ее превосходство над нами типа обезьянами. Да лучше величие вселенной показал MIB 1, снятый в угоду простому потребителю. И это ничтожество человека, которое воспевает фильм и его восхваляющие личности, это про то существо, про которое в Библии написано, что ангелы завидуют ему?

    11 апреля 2014 | 00:52

    Мы живём в XXI веке 2001 год уже давно минул к Юпитеру, к сожалению, так мы и не полетели. Теперь кинофильмы радуют нас красочными спецэффектами, буйство красок и торжество объёмного звука!

    Но все достижения современной киноиндустрии, которые мы можем наблюдать на экране, возьмём в расчёт только фильмы о космосе, чтобы быть более объективными, не могут передать той атмосферы бесконечности, таинственности, в красочных спецэффектах теряется вакуум космоса. Кубрику же удалось всё это передать ещё в 68 году прошлого столетия!

    Фильм притягивает от того самого музыкального вступления такого же чёрного как и сам космос, до того момента как доиграет до конца музыка, на том же чёрном экране, после окончания титров. От многих я слышал, что фильм скучен и затянут, но это не так, каждая минута наполнена смыслом, с каждым кадром зритель погружается в бесконечность. Космос не любит спешки, в космосе она не нужна. Когда будите смотреть, не спешите…

    10 из 10

    30 сентября 2008 | 03:42

    Фильм «2001:Космическая одиссея» Стэнли Кубрика можно отнести к «фильмам-загадкам», большая часть сюжета которых подается через символы и метафоры. Интерпретация образов и «разгадывание» смыслов придает таким фильмам уникальности и своеобразия.

    Центральным образом фильма является «идеальный объект» абсолютно черный параллелепипед, который появляется в поворотные для человеческого существования моменты. Первое появление связано с переходом обезьян, ничем не отличавшихся от окружающих их животных, к началу разумного существования и появлением первого орудия труда. Второе появление — возникновение у искусственного интеллекта, созданного человеком, способности к чувствам. Эмоциональное, инстинктивное существо в начале разумного существования и абсолютный разум, получивший способность к чувствам. Оба начинают реализацию своих сознательных целей с убийства.

    Данный «идеальный объект» можно интерпретировать как абсолютный закон и абсолютное знание Вселенной, которое определяет существование человека, является тем, к чему постоянно стремится человек и пытается познать. Затем это стремление переходит и к машине. Такое определение действует не только в прошлом, настоящем и будущем всего человечества, но и в жизни отдельного человека. Человек является тем «дитем» Вселенной, появление которого не является случайным совпадение фактов, а закономерным и целенаправленным результатом.

    Визуальная и звуковая составляющие, как и в большинстве фильмов Кубрика, превосходны, доведены до совершенства и создают удивительные образы. Вальс космических станций под мелодию Иоганна Штрауса, появления «идеального объекта», вызывающее страх и трепет, компьютер HAL9000, реализованный только через камеру с красным свечением и монотонный голос, но при этом чувствуется его превосходство над людьми. Техническая реализация поражает и в наши дни и достигается не во всех современных фильмах с компьютерными эффектами. При этом в фильме явно проявляется стиль Кубрика в плане монтажа и постановки кадра.

    Фильм «2001: Космическая одиссея» содержит много сюжетных слоев, которые можно трактовать по-разному, и поэтому интерпретировать его смысл довольно непросто. Но, как и в других фильмах Стэнли Кубрика, поиски идей, подкрепляемые потрясающей визуально-музыкальной составляющей, доставляют истинное удовольствие.

    2 августа 2014 | 20:01

    Впервые увидел этот фильм, когда было мне может лет 10… Естественно ничего не понял, но стараться понять этот фильм и не стоит! Каждый здесь найдет свое: кто-то будет упиваться философским подтекстом, а кто-то просто наслаждаться эпической картинкой и музыкой. Кубрик взялся не за самое однозначное произведение, каким является одноименный роман Кларка… Вы только подумайте! Попытаться снять фильм о происхождении человечества! У него все получилось. Количество диалогов в фильме минимально: слова здесь были бы смешными и лишними, они здесь как актеры второго плана-просто немного передают атмосферу. Вместо этого-величественная музыка и потрясающие космические панорамы. А эти медленные, неспешные сцены? Камера движется лениво и плавно. Человек встретился с вечностью, а вечности спешить некуда.

    Фильм очень неоднозначный, но от его просмотра вы ничего не потеряете, зато задумаетесь о вечном и, возможно, вспомните детство, когда нас так живо волновало все таинственное…

    10 из 10

    5 октября 2010 | 11:21

    Столько уже сказано про Стенли Кубрика, что не хочется повторяться, а потому поговорим лучше о фильме.

    Сразу скажу, что отношусь к тому типу нетерпеливых людей, которых затянутые сцены на экране заставляют нервничать и проматывать фильм вперёд. Но тут, за исключением нескольких моментов, мне всё же удалось выдержать характер, причиной тому стали великолепные виды космоса и планет, совершенно потрясающие визуальные эффекты, даже сейчас, при всех доступных спецэффектах, поражающие воображение и завораживающие масштабностью и глубиной своей простой красоты.

    Сюжет представляет собой своеобразную картину эволюции человеческого сознания, дополненную неким мистическим, инопланетным, божественным элементом, в зависимости от того, что вы сами хотите там увидеть. Кубрик предоставляет нам свободу выбора, что, надо сказать, замечательно, так как фильм не создаёт конфликта на религиозной почве.

    Итак, что же мы видим? Поначалу обезьян, научившихся использовать орудия, которых, возможно, подтолкнуло к этому прикосновение к чёрному монолиту, потом перед нами предстаёт уже «наше» время, где человечество активно исследует до сих пор одно из самых таинственных и притягательных космических тел в доступном нам пространстве космоса — Луну, и именно там люди находят второй монолит, излучающий мощный радиосигнал. В третьей части фильма центральное место занимает конфликт человека и машины, кто же в этой борьбе, в конце концов, сможет одержать верх? Мощный и непогрешимый компьютерный мозг, которому не нужны системы жизнеобеспечения, или хрупкий человек, обладающий, бесспорно, разумом гораздо более совершенным, чем любой, созданный им, суперкомпьютер. Но Кубрик хочет не только показать силу человеческой натуры, но и механизм, дающий нам толчок к дальнейшему развитию век за веком, тысячелетие за тысячелетием — борьба за выживание, это такой мощный стимул, что прогресс не заставляет себя долго ждать.

    Концовка фильма… это самая неоднозначная и противоречивая его часть. Кто-то может совсем не понять её, если всё же сумеет высидеть до неё 2 часа, кто-то увидит воодушевляющую картину величия вида хомо сапиэнс, кто-то ничтожность человеческого существования по сравнению со Вселенной и существами, или существом, гораздо более развитым, чем мы.

    В любом случае, люди на Земле, словно младенцы в колыбели, о которой пока кто-то заботится и оберегает. Мы ещё не осознаём всей важности своих жизней и ведём себя эгоистично, как настоящие маленькие дети. Мы по-настоящему не способны представить себе масштабов Вселенной, находящейся вокруг нас и больше боимся познать, чем познаём. Естественный отбор существовал всегда и слабые погибали первыми, надо надеяться, что с нами такого не случится.

    Напоследок хочется сказать, что этот фильм, безусловно, на любителя, причём на любителя подумать. Не ждите захватывающего экшена, рассчитываете на вдумчивый и масштабный артхаус.

    28 мая 2010 | 23:43

    Если вы читали романы Айзека Азимова, вы наверное так же как и я представляете себе конфликт человека и машины, как роботы способны по своему искажать и трактовать три основных закона. Так вот от данной картины я ожидала такого же столкновения человеческой нравственности и холодной бездушной логики искусственного интеллекта. Каково же было мое разочарование в поведении ИИ Hal 9000, который просто спятил и взбунтовался против членов экипажа «Дискавери», при этом не объясняя свои поступки никакими логически обоснованными доводами а попросту руководствуясь совершенно непонятно откуда взявшихся у машины амбициями и страхом быть отключенным. Иначе говоря, писатель А. Кларк не додумался наделить свою машину простейшим законом, который бы заставил робота в первую очередь заботиться о жизни человека. Вместо этого Hal 9000 напротив готов убить кого угодно, кто становиться угрозой для него самого. В этом смысле Кларк в подметки не годится Азимову, который отлично описывал ход мыслей роботов, вырабатывал их логику и поступки, роботы Азимова проявляли свободу воли, но при этом в конце концов никогда не выходя за рамки трех законов роботехники. Они могли их трактовать и извращать в самых безумных и страшных проявлениях, но страшно в роботах именно то, что их порой странные поступки всегда должны иметь рациональный смысл. Здесь же мы не видим ничего подобного, Hal 9000 ведет себя как обычный человек, как живое существо, руководствующееся лишь инстинктом самосохранения, и это очевидная бредятина.

    И эта история про компьютер и экипаж «Дискавери» занимает лишь 10% фильма. Еще Кларк умудрился приплести в свою одиссею внеземную цивилизацию и идею ее влияния на образование человеческой расы. Слушайте, этот дядька как будто не мог выбрать о чем ему писать и решил все перемешать — мир будущего, роботов, инопланетян, космос, искажения пространственно-временного континуума — а что из этого получилось, судите сами.

    Конечно, режиссер Кубрик тоже постарался в постановке этой удивительной истории. Безусловно, спецэффекты, декорации отличны, разумеется, для тех времен, к этому никаких претензий. Но, видимо он был настолько горд собой, что решил большую часть фильма посвятить растягиванием каждого статичного кадра на несколько секунд, а потом та же локация еще в нескольких ракурсах. К примеру, ты можешь довольно долго наблюдать, как члены экипажа не разговаривают между собой, кушают, отдыхают, спускаются и поднимаются по лесенке, ходят по кораблю. Еще часть экипажа «Дискавери» пребывает в анабиозе, и это тоже показывают в течение нескольких минут, как они спят и ничего не делают, это же так интересно. Слишком много времени уделяют показу того как корабли и челноки и модули плавают в космосе, причем если это корабль, то классическая музыка, а если маленький модуль то просто неприятный шум. Ну а если показывают огромный черный параллелепипед (т. н. «монолит»), который тоже занимает приличную долю эфирного времени, словно он звезда первой величины, то фоном для него служит хор каких-то завываний. Словом, музыкальный ряд в фильме худший из всего, что я встречала в кино.

    Актерская игра тоже отсутствует абсолютно, то есть минимум речи как таковой и ноль эмоций на лицах. Хотя актеры в костюмах приматов сыграли свои роли выше всяких похвал, очень реалистично.

    К слову, сцену с перемещением героя в комнату со стариками я поняла как путешествие сквозь пространственно временной континуум и это какой-то наркоманский бред. Что же, задумка авторов оставить зрителя в недоумении и вопросах к увиденному явна удалась.

    Итог. Если меня попросят вспомнить фантастический фильм, то я назову что угодно, но не «Космическую одиссею». Эта картина в первую очередь не фантастика, а чистый артхаус. И это кино не для всех, не для меня точно. 3 балла только за визуальные эффекты.

    5 августа 2013 | 16:23

    «2001 год: Космическая одиссея»- легендарный, культовый научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика. Этот фильм считают одним из самых лучших фильмов мирового киноискусства. И я давно хотел посмотреть этот фильм, но никак не решался. Я думал, что может показать о космосе фильм 1968 года? Но я был не прав. Знаете в этой киноленте есть очень много философии и это для вас не «Звездные войны» или «Звездный путь», не думайте что жанр этого фильма приключение, которое не несет в себе ничего полезного. «Одиссея» Кубрика — это фильм рассуждение! Это великое произведение мирового киноискусства!

    Но я начну по порядку. Для фильма 1968 года визуальные эффекты выполнены на высочайшем уровне. И действительно, в начале фильма Кубрик показывает нам космос с космическими кораблями. Он представляет нам свой бескрайний, красивый и реалистичный космос под оперной музыкой. И возможно некоторым это покажется нудным(все таки Кубрик это показыает аж 10 минут), но многим я думаю это понравится. Да и стоит учесть, что «Космическая одиссея» вышла аж в 1968 году и тогда эти фрагменты показов величесвенной галактики были революционными.

    А теперь перейдем к сюжету фильма и к тому смыслу, который несет в себе «Космическая одиссея». Сюжет заключается в том, что в разные эпохи люди и их предки видят черный монолит, который оказывает влияние на ход человеческой эволюции. Все начинается с того, что австралопитеки находят первый монолит, который учит их пользоваться предметами в качестве инструментов и оружия. После этого в 20 веке на луне люди находят второй монолит более большой. И наконец на Юпитер отпраляют людей, чтобы они исследовали третий монолит. Несколько человек экипажа ввели в анабиоз, а управляли экспедицией пилоты Дейв Боумен, Фрэнк Пул и искусственный разум HALL 9000. Во время экспидиции пилоты проникаются недоверием к HALL-у и хотят его отключить. И тут Кубрик высмеивает людей, из-за того, что они не доверяют созданным своими же руками машинам.

    Кубрик показывает всю историю человечества и задает вопрос, где остоновится развитие людей? Ведь все чего мы достигли это лишь начало всех тех открытий, которые нас ждут. И Кубрик не дает ответов на все эти вопросы, он наоборот спрашивает. Из-за этого «Космическая одиссея» после просмотра оставляет большую порцию размышлений.

    «2001 год: Космическая одиссея» — шедевр. Больше слов не нужно, чтобы охарактеризовать это произведение искусства.

    10 из 10

    12 января 2013 | 16:44

    Фильм революционный в кинематографе. Не зря он до сих пор волнует умы и сердца зрителей. Даже в 2009 году он смотрится достаточно достоверно, хотя местами своими спецэффектами вызывая добрую улыбку иронии. Для 1968 года это прорыв. Как в техническом плане киносъёмки, киномонтажа, футуристических декораций, имитации невесомости и фантазий на тему конструктивных особенностей космических кораблей будущего, так и в широте идейно-сюжетного охвата жизненных тем — первый шаг от примата к человеку, контакт с внеземной цивилизацией, бесконтрольность искусственного интеллекта…

    По моему мнению Стенли Кубрик этим фильмом и введением про неандертальцев хотел показать нам, что мы, в масштабах истории вселенной, так и находимся на слишком примитивном уровне развития для встречи с внеземным разумом, что мы не готовы, не справимся мы с объёмом и формой этого контакта, визуализировать который режиссёр пытался через психоделический полёт фантазии Фрэнка при приближении к Юпитеру.

    Так же в фильме рассматривается идея взаимодействия человека и компьютера, который «никогда не ошибается» и на который возложена ответственность за жизни людей. Не зря этот сосуд искусственного интеллекта назван ХЭЛ-9000, ведь именно так по английски звучит слово «ад»… Именно он стал прародителем небезызвестной матрицы, просто в матрице ему дали развернуться по полной, но основы своего поведения и мотивации мизантропической машине заложил Стенли Кубрик в «Одиссее».

    Медленная, вдумчивая, эпохальная, как и музыкальное сопровождение к ней, созерцательная картина, которая лежит в основе (как идейно, так и хронологически) всей кинематографической научно-космической фантастики.

    9 из 10

    6 ноября 2009 | 19:04

    В 1968-ом году талантами двух оптимистов Стэнли Кубрика и Артура Кларка (роман вышел несколько позднее фильма) был создан, возможно, самый захватывающий, красивый и реалистичный фильм о полете в космос. Более сорока лет спустя, когда минул давно заветный 2001-ый, эта история едва ли менее фантастическая, чем в момент написания, и полет на Юпитер остается мечтой лишь самых смелых умов науки. Но если за Кларком чувствуется явная претензия на научность собственного труда, то Кубрик пошел чуть более традиционно — он не рвется скрупулезно демонстрировать будущее, хоть его хай-тек-дизайны впечатляют не менее, чем космические корабли, но в техническом совершенстве Кубрик визуально выделяет человека, создавшего эту многосложную оболочку для своего существования и развития за приделами биологии.

    В этой одиссеи человеческого бытия кубрик продемонстрировал три этапа человеческого развития, и четыре формы сознания, подобно доступным измерениям физического тела черного монолита. Действия начнется на рассвете человечества, в Африке, где человеку, тогда еще обезьяне, будет брошен вызов познать нечто вне сознания. Если в книге, Артур Кларк четко описал воздействие монолита на мозг австралопитеков, то в фильме он лишь совершенная глыба, пугающая своей чужеродностью, как символ знаний, которые только предстоит постичь. Эту же функцию монолит исполняет и во второй раз, явившись в толще Луны и дав человеку еще раз задуматься над своей сущностью. Явившись в третий раз, у Юпитера, он снова даст направление, для которого человек, увы, еще слишком мал, но возможно когда-нибудь, на новом этапе развития…

    Если разобрать формы сознания, то первая и простейшая из них представлена все теми же австралопитеками — примитивная, в общем-то подошедшая к финалу форма обезьяны, но готовая вступить на путь Человека Разумного, взять в лапу инструмент (здесь: кость) и прорубить себе путь в светлое будущее. Вторая форма сознания показана на идеализированной стадии — человек, ступивший в космос, но уже сознающий ограниченность возможностей, восполнить кои должна новая ступень — HAL 9000. Искусственный интеллект все еще инструмент, но на то он и интеллект, что способен думать, ставить себя над создателем и принимать кардинальные решения для самосохранения. Но бортовой компьютер с такими возможностями уже фантастика, а потому четвертая форма находится за приделами, словно четвертое измерение — иноземный монолит, представляющий его создателей, которые являются еще большей тайной.

    Правильный характер носит и использование актеров, как, к примеру, Кира Дулли на космическом корабле — без эмоций. Вот тут-то как раз и демонстрируется суть путешествия. В космос всегда отправляли людей подготовленных, здесь на Юпитер подготовка была явно сложнее, а потому, верится именно в холодную непробиваемость характера, чем верилось бы сентиментальным стенаниям о погибших. Даже песенка HAL’а трогает душу — эмоциональный поединок человека и компьютера. К слову, вообще удивительно, как Кубрик играет с образами — статичный красный круг бортового компьютера с первых кадров несет в себе нечто враждебное, а люди, постоянно находящиеся напротив него, словно соперники, где, как в шахматной партии, они заведомо слабее. Все же от актеров требовалась не столько игра, сколько выдержка сохранять спокойное лицо в нужном ракурсе.

    Главная особенность фильма — он очень медлительный, но при этом ничуть не затянутый. Медлительна «Космическая Одиссея» настолько, что зритель прочувствует, как долог полет в космосе и как неприглядна жизнь человекообразных обезьян. Но медлительность Кубрика специфична — она дает время осмыслить происходящее, вдумчиво, неторопливо, под хорошую музыку. Вообще по одной только атмосфере этот фильм можно назвать космическим вальсом, где тела движутся по орбите, как в размеренном танце, идущим в бесконечность из темноты и звезд. Смену каждой из частей Кубрик наделяет соответствующим ритмом и настроением — нечто первобытное в доисторической Африке, величественное в созданных человеком космических кораблях, таинственное в самом космосе и запредельное в черной плите, внезапно появляющейся и сопровождающей все важные этапы человеческой деятельности.

    Можно сказать, что у фильма есть и недостатки, но даже в них эта постановка кажется идеальной. Четкость каждой сцены прослеживается в персонажах, в мебели, в декорациях, их словно бы расставлял эстет с тонким ощущением, сдвинь он на сантиметр хоть одну деталь интерьера, уникальная отлаженность пропадет. Конечно же, все было выверено не таким математически точным методом, но ощущение есть. И общая бессловесность ленты как раз к этому располагает и молчаливые космические странники будто создают контраст земному настроению. Особенно великолепно представление общей целостности после просмотра, в которой «Космическая Одиссея» за счет тишины приобретает даже лаконичность, втискиваясь в рамки небогатого на остроту сюжета, и уж после такого наложения воображается совсем шедевром.

    Итог: космический вальс человеческого бытия на фоне вечности, в котором присутствуют и мелодичность, и элегантность, и тайна за границами сознания.

    2 ноября 2009 | 11:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 297 руб.
    саундтрек, 575 руб.
    саундтрек, 532 руб.
    подробнее

    Новости


    Рекламная кампания фантастики Кристофера Нолана «Интерстеллар» вышла на финишную прямую. На этой неделе появился последний и самый обстоятельный трейлер фильма. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где Люк выступил не только автором сценария, но и режиссером, а в этом ему практически нет равных. Такой проект появляется в жизни лишь несколько раз. Ну и как я мог отказаться от «Люси»? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    По случаю выхода в прокат «Города грехов 2» КиноПоиск вспоминает другие фильмы последних лет, которые могут похвастаться выдающимся визуальным рядом и интересными стилистическими решениями — от «Героя» и «Аватара» до «Пекла» и «Древа жизни». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Посмотрела в воскресенье всего три фильма, поскольку после «Бивня» нужно было время, чтобы переварить увиденное. Знакомимся подробнее с «Теорией всего», «Жертвуя пешкой» и хоррором с внезапной звездой. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.139
    186.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.136
    187.Грань будущегоEdge of Tomorrow8.136
    188.СхваткаHeat8.136
    189.ХулиганыHooligans8.135
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Терминатор 5Terminator: Genisys91.53%
    47.Первый мститель 3: Гражданская войнаCaptain America 391.45%
    48.Человек-муравейAnt-Man91.30%
    49.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 291.20%
    50.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.15%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption480
    Истории монстровBakemonogatari9
    ЛипучкаFlypaper55
    Тонкая красная линияThe Thin Red Line60
    АниматрицаThe Animatrix16
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.105
    Город героевBig Hero 68.300
    ДракулаDracula Untold6.619
    СудьяThe Judge8.224
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.438
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры