всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время146 мин. / 02:26
Номинации (3):
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
61 + 3 = 64
9.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В основу фильма легли рассказы Артура Ч. Кларка, автора тетралогии «Космическая одиссея», который сам и работал над сценарием.
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращать съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • В своих исследованиях Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 18 фактов
    Трейлер 03:32
    все трейлеры

    файл добавилGreenSide

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2196 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не увлекаюсь фантастикой. Но говорят, хорошая фантастика — это больше чем фантастика, это философия и мифология!

    Современному зрителю, избалованному компьютерной графикой, конечно, этот фильм не придется по вкусу. Я тоже осталась равнодушной в целом. Однако для меня он знаковый по ряду личных причин, и этот фильм как никак до сих пор мировое кинематографическое сообщество признает одним из лучших. Это что-то да значит.

    Картина заслуживает восхищения жителя 21 века! Потому как мы можем оценить шедевральные декорации будущего в его постановке Кубриком с позиции очевидца. Видеосвязь (скайп) тогда был фантастическим предчувствием, а сейчас это дело обыденное. И голосовая идентификация не столь распространена, но практикуется. В этом плане это фильм-пророчество. Очень добротно, очень точно и ничего лишнего.

    По поводу затянутости можно сказать следующее: есть вещи, не предназначенные для спешки. И музыка есть со словами, а есть без, лишь инструментал. Есть фильмы в жанре «экшн», а есть своеобразный посыл к медитации. Можно назвать фильм гениальным, если режиссер сознательно или бессознательно творит последнее. Будто отправляет тебя в иное измерение. И ты не отмеряешь при просмотре, сколько длится какой кадр. Не можешь даже остановить сеанс. Вообще, для наилучшего понимания фильмов необходимо отключаться от повседневных вопросов. Тогда, возможно, откроется многомерность смысла увиденного и сказанного. То есть просмотр фильма — серьезная вещь и требует определенной настройки сознания или лучше не смотреть вовсе, чтобы потом не плеваться: «да нафига все это снято».

    Не могу «Космическую одиссею» отнести к гениальному произведению, я не испытала катарсиса какого-либо осознания. Визуальный ряд, конечно, шикарен, местами, как верно замечено выше, просто психоделичен (годен для измененного состояния сознания, чтобы словить прозрение, испытать нечто). Классическая музыка — на то и классическая, что на все времена актуальна. Существует и запись космоса, и творчество композиторов, теперь до зубов вооруженных техническими возможностями создания любого музыкального фона, и самого футуристического, который бы звучал очень реалистично в рамках этой картины. И если бы Кубрик снимал ее сейчас, то, возможно, использовал современные саундтреки. А возможно и нет, все равно отдал бы предпочтение проверенной временем классике. Музыка Штрауссов величественна, грандиозна и неплохо справляется с задачей подчеркнуть победную поступь прогресса человеческой цивилизации и непостижимую мощь бесконечности Вселенной.

    Человек.. прогрессирует ли он сам, в сущности своей?.. Да, пожалуй, я нащупала основной вопрос фильма!! Теперь спустя несколько часов размышлений над ним.

    На это натолкнуло сравнение сцен с обезьянами и случайной международной встречи работников космоса на транзитном космическом корабле. Внешне различие огромно, а внутренне? Очень много общего..

    Столкновение искусственного интеллекта с человеческим.. Какой одержит верх? Самое забавное здесь, что компьютер более алогичен и эмоционален, чем сами люди. Он просто милашка по сравнению с запрограммированными живыми организмами, называющими себя людьми. По крайней, мере актерская работа последних двух космонавтов не впечатлила.

    Окончание очень непонятно. Но введение образа эмбриона в финале — это, конечно, сильно! Мощнее некуда: зародыш человека в планетарном масштабе!! Но о чем это? Ясно одно: человек среднестатистический совершенно далек от осознания грандиозного замысла Творца Вселенной. Медитировать, медитировать и медитировать до отключения всех жизненно важных функций. И, возможно, тогда случится нечто..

    Вспомнила во время просмотра о «Солярисе» — отечественном фильме из этой же серии, с которым я еще не знакома, и само собой, что следующий свой киносеанс я посвящу детищу Тарковского: давно пора! Интересно будет их сравнить.

    Вообще обожаю космическую тему, и очень тепло отношусь к нашим детским фантастическим фильмам: «Москва-Кассиопея», «Большое космическое путешествие».

    18 октября 2014 | 23:33

    К собственному стыду я открыла для себя Кубрика только сейчас. Впрочем, вполне вероятно, что раньше я бы не смогла воспринять его кино. Оно для тех, кто готов думать.

    Космическая Одиссея начинается с небольшого экскурса в прошлое, во времена, когда превращение обезьяны в человека только-только началось. Все согласно дедушке Дарвину и старой поговорке. (Признаться, мне в голову пришла мысль, что мы не слишком-то отличаемся от наших шерстистых предков, несмотря на многие миллионы лет эволюции. Но это уже к вопросу о смысле жизни, пожалуй.)

    Далее повествование плавно перетекает в не слишком отдаленное будущее (а теперь уже совсем недавнее прошлое). Тут-то, на корабле, подлетающем к околоземной станции, и начинается наша одиссея, космическая во всех смыслах.

    Фильм Кубрика ошарашивает. Он словно клубок чужих мыслей, который тебе еще предстоит распутать, разложить на отдельные нити, а затем связать их в стройные ряды.

    Спецэффекты поражают даже сейчас, особенно тем, что они сделаны без использования компьютерной графики, понятия о которой в то время даже не существовало. Саундтрек просто великолепен, как выразился сам Кубрик: «Как бы ни был хорош современный композитор, ему никогда не достигнуть уровня Бетховена, Моцарта и Брамса».

    Космическая одиссея очаровывает своей, столь несвойственной современным фильмам, размеренностью, временами даже некоторой медлительностью развития сюжета. В наш век высоких, сверхвысоких и сверхсверхвысоких скоростей иногда так полезно остановиться ненадолго, насладиться красотой и уникальностью окружающего тебя мира и задуматься, неважно о чем, хотя бы и о смысле жизни…

    26 июля 2007 | 20:23

    «2001 год: Космическая одиссея»- легендарный, культовый научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика. Этот фильм считают одним из самых лучших фильмов мирового киноискусства. И я давно хотел посмотреть этот фильм, но никак не решался. Я думал, что может показать о космосе фильм 1968 года? Но я был не прав. Знаете в этой киноленте есть очень много философии и это для вас не «Звездные войны» или «Звездный путь», не думайте что жанр этого фильма приключение, которое не несет в себе ничего полезного. «Одиссея» Кубрика — это фильм рассуждение! Это великое произведение мирового киноискусства!

    Но я начну по порядку. Для фильма 1968 года визуальные эффекты выполнены на высочайшем уровне. И действительно, в начале фильма Кубрик показывает нам космос с космическими кораблями. Он представляет нам свой бескрайний, красивый и реалистичный космос под оперной музыкой. И возможно некоторым это покажется нудным(все таки Кубрик это показыает аж 10 минут), но многим я думаю это понравится. Да и стоит учесть, что «Космическая одиссея» вышла аж в 1968 году и тогда эти фрагменты показов величесвенной галактики были революционными.

    А теперь перейдем к сюжету фильма и к тому смыслу, который несет в себе «Космическая одиссея». Сюжет заключается в том, что в разные эпохи люди и их предки видят черный монолит, который оказывает влияние на ход человеческой эволюции. Все начинается с того, что австралопитеки находят первый монолит, который учит их пользоваться предметами в качестве инструментов и оружия. После этого в 20 веке на луне люди находят второй монолит более большой. И наконец на Юпитер отпраляют людей, чтобы они исследовали третий монолит. Несколько человек экипажа ввели в анабиоз, а управляли экспедицией пилоты Дейв Боумен, Фрэнк Пул и искусственный разум HALL 9000. Во время экспидиции пилоты проникаются недоверием к HALL-у и хотят его отключить. И тут Кубрик высмеивает людей, из-за того, что они не доверяют созданным своими же руками машинам.

    Кубрик показывает всю историю человечества и задает вопрос, где остоновится развитие людей? Ведь все чего мы достигли это лишь начало всех тех открытий, которые нас ждут. И Кубрик не дает ответов на все эти вопросы, он наоборот спрашивает. Из-за этого «Космическая одиссея» после просмотра оставляет большую порцию размышлений.

    «2001 год: Космическая одиссея» — шедевр. Больше слов не нужно, чтобы охарактеризовать это произведение искусства.

    10 из 10

    12 января 2013 | 16:44

    Лучший фильм Кубрика, за гранью реальности и воображения, так сказать. Фильм состоит из 2х частей (как большинство Кубриковских фильмов) — до и после. Первая половина состоит из 2х частей — земля до начала времён и прогресс человечества в будущем. Эти 2 времени объединяет таинственный монолит, который по моему мнению является богом. Обезьяны прикоснувшись к нему стали людьми, и их захватил умственный и технический прогресс. В далёком будущем люди находят такой же монолит на Луне, но прикоснувшись к нему с ними происходит необъяснимое…

    Вторая часть: люди отправляют экспедиция на Юпитер, где в космосе обнаружен такой же монолит. По пути на Юпитер компьютер даёт сбой, и убивает всех астронавтов, выживает только один из них Дэйв, который отключает компьютер. Сцена, где компьютер пытается переубедить его сделать это, просто потрясая — «My Mind Is Going», тем временем Дэйв подлетает в Юпитеру и попадает в бесконечность… Сцена его попадания туда — это нечто невообразимое, такие эффекты для 1968 года просто нереальны, всё снято очень красиво и на высшем уровне. Затем он попадает в какую то комнату, где он начинает быстро стареть, а затем посередине этой комнаты Дэйв видит монолит…

    Наверное отсюда Дэвид Линч черпал идеи для своей Красной Комнаты. Весь этот сюрреализм в конце он меня потряс по страшному, «Космическая Одиссея» — это фильм, который мне просто крышу с головы снёс, я никогда не видел такого! Фильм можно пересматривать до бесконечности, он никогда не надоест, он очень оригинальный (это вам не Стар Трэк :)) это психологически страшная фантастика… Посмотреть полёт в бесконечность — это как пережить маленькую смерть. Очень жутко и очень красиво. Если вы не смотрели этот фильм, то вы не можете назвать себя киноманом.

    У фильма есть и продолжение, но оно настолько глупое, что фильм «2010: Год, Когда Мы Наладили Контакт» и рядом не стоял с оригиналом…

    Кубрик наверное с богом поговорил перед съёмкой этого фильма, т. к. просто так от балды такое кино просто невозможно снять. А позже он вообще раздвинет все кино-границы и снимет шедевры сделавшие его моим самым любимым режиссёром — «Заводной Апельсин» и «Цельнометаллическая Оболочка».

    «Космическая Одиссея 2001» — это нечто большее чем просто фильм, лично меня это кино просто убило свой гениальностью, оно навсегда останется в моём топ-10 фильмов.

    Фильм «Солярис» Андрея Тарковского к сожалению не добился такой визуальной красоты (из-за бюджета), и лично мне он к сожалению кажется в чём то пародией… Но не поймите неправильно, Тарковского я очень сильно уважаю, просто он всегда будет номером 2 после Кубрика…

    «Космическая Одиссея 2001» должен посмотреть каждый.

    10 из 10

    30 июля 2007 | 22:52

    Кто-то сказал, что этот фильм должен задать больше вопросов, чем давать ответы, и что полностью понять его очень сложно. Действительно, на счет понимания этого фильма у меня возникли серьезные проблемы. Особенно в финале.

    Кубрику надо отдать должное — для того времени фильм очень красивый. Все эти декорации космических кораблей и станций, огромное количество электроприборов, панелей и прочего наверняка производили фурор у зрителя. Хотя, лично мне больше всего понравился момент, когда будущему человеку приходит в голову использовать кость, как оружие. Прекрасная, очень интересная и сильная сцена.

    А вот концовка этого фильма приводит меня в замешательство. Особенно долгий полет в непонятных цветовых гаммах и узорах. Откровенно говоря, кажется будто бы принял какой-нибудь наркотик.

    4 июня 2012 | 19:18

    Долго не решался посмотреть этот фильм, а затем даже пересмотрел его раза три. Ужасно обрадовало то, что сегодня, в век тотальной компьютеризации, вооброжение человека всё ещё может быть потрясено самым настоящим реликтом из XX века, воистину потрясающем исполнением во всех планах: сценарий, актёры, декорации, режиссёр, музыка и тд. Кубрик жив, друзья. Прежде очень смущал меня и вызывал недоверие год выпуска фильма (какие же меня там ждали картины космоса?), но осознание того как сильно я был не прав пришло через просмотр. Я ТАКОЙ научной фантастики никогда прежде не видел.

    Атмосфера затягивает. Можно подумать, я протягиваю руки к тайнам вселенной. Невооброзимый полет фантазии режиссёра на плёнке несомненно говорит о его талнте, долгой и упорной работе, в этом фильме чувствуется его душа, его одержимость идеей даже, хорошая одержимость ткая, стремление показать всё так, как оно должно быть, как он видит это. Это краеугольный камень научной фантастики.

    Фильм в наше время конечно не многим будет интересен, мы стали такими избаловаными. Но, друзья! «2001 год: Космическая одиссея» — это то, что надо знать, надо увидеть, это классика! Фильм, точно занявший своё место среди бессмертных творений человечества. И мне кажется теперь это лучшее из всего, что я когда-либо видел. Для 68 года, мне кажется, это просто за гранью невозможного.

    Я потрясён.

    10 из 10

    25 июля 2012 | 14:22

    «2001 год: Космическая одиссея»- это своеобразный «Чёрный квадрат» Стэнли Кубрика в мире кинематографа: одни (приемущественно- профессиональные критики) готовы с пеной у рта доказывать любому встречному, что этот фильм- шедевр штучной выделки, коих в кинематографе доселе не было и вряд ли когда появятся, а другие (в основном- зрители попкорновых блокбастеров)- брезгливо воротят носы, нецензурно выражаясь в адрес режиссёра (который, также, снял такие шедевры как: «Заводной апельсин» и «Сияние»). Истинна, как всегда, где- то посередине, но лично я, целиком и полностью за первых, но об этом позже- сначала чуть- чуть о сюжете…

    Заря человечества. Древний человек ещё не может добывать себе пищу и отражать атаки диких животных, с каждым днём наших предков гибнет всё больше и больше, а человечество рискует и не появиться, и тут, подобно исцеляющему лучу света среди кромешной тьмы, появляется… (пожалуйста, не смейтесь) чёрный прямоугольник, который обучает наших предков пользоваться оружием и добывать себе пищу. С тех пор прошло много миллионов лет. На дворе 2001 год, в космосе обнаружили такой же прямоугольник на одной из недалёких планет, изучать его поехала одна группа учёных из шести человек (трое- в анабиозе, двое- бодрствующих и один супер компьютер- HAL 9000)…

    Кубрик в очередной раз заставляет нас задуматься о извечных, не дающих покоя человечеству вопросах таких- как: откуда произошёл человек? есть ли жизнь на других планетах? существует ли бог? Но самое прекрасное- то что по окончанию Одиссеи никто вам не разжуёт и не принесёт на блюдечке однозначных и единственно верных ответов — так как их просто не существует, они у каждого свои, и это приятно что Кубрик это осознаёт и не навязывает нам свою точку зрения, а даёт нам право порассуждать, может быть даже- пофантазировать (один только финал можно истолковать минимум тремя разными способами!)…

    Главный герой Одиссеи- не актёр (кстати все они сыграли на удивление слабо), а… музыка, которая пропитывает каждый эпизод фильма: пафосная (древний человек научился пользоваться оружием), спокойная (полёты на космических кораблях) или неопределённая (финал)- словами это не передашь- это надо слышать самому… Музыки здесь значительно больше чем диалогов, Режиссёр отвёл на музыкальное сопровождение чуть ли ни треть фильма! Также, очень большую роль в картине играет атмосфера и детали- каждый корабль и планета сделана с такой любовью- что поверить в это не составляет никакого труда!

    В общем Космическая одиссея определённо один из тех фильмов, которые просто нельзя пропустить: об этом говорят как оценки профессиональных критиков, так и зрительского сайта IMDB, который поставил фильм на 77 позицию лучших фильмов всех времён! Также, фильм получил один Оскар (за лучшие спецэффекты) и ещё десять наград рангом поменьше, в прокате окупившись в шесть раз! В общем после просмотра будет мало недовольных, а если вы его ещё не видели- не бойтесь, я тоже впервые посмотрел его в 2010 году и с уверенностью говорю — фильм не потерял актуальности, а спецэффекты, несмотря на преклонный возраст, держатся молодцом!

    10 из 10

    6 сентября 2010 | 19:40

    Иногда хочется начинать свои примитивные статейки как-нибудь очень красиво, громко. Что-то типа: я в восторге, это непревзойденный шедевр, нет слов. Но не деле все это лишь пустые слова, а хочется написать что-то действительно звучное, яркое, может даже — странное, непонятное. К чему это я? «Космическая одиссея», кроме всего прочего, оставляет нам возможность по-настоящему задуматься или что-то понять. Нет, не изменить и не переосмыслить, это сложнее. Это не еще один «фильм, который заставляет задуматься» и не какой-то второсортный «непризнанный шедевр». Вытерпеть такой фильм могут все, но писать в своих отзывах что-то, типа: «Фильм безбожно затянут» или «Сюжет не движется. Он статичен»… зачем? Ты хотел увидеть красочное путешествие с массой экшна и спецэффектов? Странно, но ведь это действительно так: те, кто ценят такое кино не смотрят его ради зрелища. Не знаю, что говорить, но ведь и я люблю зрелище. Просто люди тем и отличаются, что могут в нужных момент перестроится, настроится на то, что будет в следующую секунду. Согласитесь, глупо идти на летний блокбастер и ожидать мозгового штурма. Вот и здесь, если вы присматривались к визуальному содержанию, то вы не смотрели, вы потребляли. Этот продукт создан не просто так, хотя и оставляет кучу/гору/массу вопросов. Это кино, да, глубокое и многогранное.

    Хочется каждую минуту отмечать затянутость?! Да пожалуйста. Пишите, что фильм глуп и «не о чем». Да и сюжета особого у фильма нет. Не хочется писать глупость, но при всей своей непонятности, иногда нелогичности, а порой и вовсе странности, «2001: A Space Odyssey» — шедевр. Это не пустые слова. Не надо искать умопомрачительные сценарные ходы и думать, что будет происходить с этими персонажами. Хотя нет, стоп. Думать надо, точнее — придется. Если ты, конечно, что-то хочешь понять и усвоить. Начинается фильм довольно странно, необычно, необыкновенно — как хотите. Просто черный экран. Красивая музыка. Вроде ничего особенного. Задумайтесь, что вы в этот момент делали? Я вот, например, думал. Не важно, о чем. Я не мог оторвать взгляд от экрана. Это гипноз. Ничего оного, но уйти, выключить, перемотать становится просто невозможно. Магия.

    Ключевыми персонажами во всем этом фильме будут две вещи. Не люди. Робот и черный монолит. HAL-9000 — персонаж на самом деле феноменальных и не похож ни на кого ни из людей, ни из себе подобных. Он уникален. Он способен самостоятельно думать и принимать решения. А ведь снимали это 42 года назад. Некоторые до сих пор могут придумать разве что злобного тостера, который будет людей убивать. А HAL был готов пойти на все, чтобы выполнить цель. Он не вышел из строя, он начал думать. А значит — жить. Монолит же появляется из ниоткуда и каждый раз играет самую важную роль. «Для чего? Зачем он нужен? Откуда он?» — это вопросы не о большом камне, а о нас самих. Для чего мы здесь? Кто мы? Зачем мы нужны? Откуда мы появились? — эта глыба пробуждает в нас чувство интереса и заставляет, что бы вы думали, думать. Люди в этом фильме — фон. Второстепенные персонажи. Они приходят и уходят. Вселенная вечна.

    Вальс и основная мелодия известной телепередачи «Что? Где? Когда?». Музыка Рихарда Штраусса затмевает собой все и заставляет не просто задуматься: это, прежде всего, настоящий мощный мозговой штурм. Да-да, я об этом ранее говорил. В плане музыкального содержания этому фильму нет и равных, наверное, не будет. Просто классику забыть невозможно.

    Этот фильм целиком и полностью пропитан эдаким Кубриковсикм стилем. Мы можем спокойно не понимать чего-то, можем отвергать и ненавидеть. Нельзя делать только одного — отвергать, пренебрегать и попросту проходить мимо. Такое кино уже не снимают. Как бы это не звучало пафосно, «2001 год: Космическая одиссея» заставляла, заставляет и будет всегда заставлять людей думать. Это и изумительные хитрые приемы мастера-режиссера, и уникальный саундтрек, и персонажи, которым равных найти почти невозможно, и тот факт, что этот фильм понять нельзя, ведь он действительно безграничен. Примитивные словечки закончились. Что же, теперь. Этот фильм действительно перевернул мир и представление о космосе. Это бессвязных кадров, но гениальных набор. Это шкатулка, в которой хранятся самые дорогие богатства, но в тоже самое время — эта шкатулка пуста. Мы должны сами ее заполнить.

    как-то так…

    10 из 10

    4 января 2011 | 18:28

    В один жаркий африканский день стая лохматых обезьян проснулась и обнаружила, что в их мире что-то не так. Посреди скал и песков, где они жили испокон веков, стоял странный чёрный обелиск. А над ним было всё такое же небо, всё так же восходило солнце, и по ночам вспыхивал рогатый месяц. Но обезьяны уже не смогли жить, как прежде. Они стали менять мир вокруг, и началась история человека.

    Прошли тысячи лет, и память об этом событии стёрлась. Люди смогли не только глядеть на небесные светила снизу вверх — они построили корабли и сами полетели навстречу космосу.

    Так проходят первые полчаса фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея». Снято кино в конце шестидесятых — в конце эры первых полётов в космос. Казалось, ещё совсем чуть-чуть — и людям откроются все тайны Вселенной. И это сразу же бросается в глаза, когда смотришь фильм Кубрика. На протяжении двух часов произошёл всего один взрыв (да и тот в безвоздушном пространстве), прозвучало от силы страниц пять диалогов… Как-то не так выглядит привычный science-fiction!

    А всё потому что здесь главное — фантазия. Как выглядит полёт в космос? Как устроены космические корабли? Как едят звёздные скитальцы? Показу этой надвигающейся реальности Кубрик отдаётся с головой, не заботясь о минутах утекающего экранного времени. И мы вовлекаемся в этот процесс.

    Тем более что смотреть есть на что. По полёту фантазии и по убедительности исполнения перед лентой 1968 года меркнут все фильмы на схожую тематику. Корабли, детально продуманные и внутри, и снаружи, база на Луне, чёрная пасть космической бесконечности… В финале мы увидим даже новую планету (и после этого зрелища планета Пандора кажется просто детским лепетом).

    Так же тщательно проработан звуковой ряд. Мы слышим звуки космоса, потусторонние шумы. И единственная музыка — мелодии Штраусов и Хачатуряна. Классика, которая вечна.

    Вообще, говоря о космической фантастике, мы говорим об «Одиссее» и, наверно, только о ней. Остальные — даже «Солярис» Тарковского — продолжатели, притом не самые удачные. Я уж не говорю о примитивщине вроде «Звёздных войн», «Стар Трэка» или того же «Аватара» — они только растиражировали и вульгаризировали находки этого шедевра.

    Сюжет фильма, несмотря на свой минимализм (по-хорошему действуют только два человека), предлагает несколько слоёв действия.

    Локальный конфликт — полёт на Юпитер. Два человека на огромной станции. Ещё три участника экспедиции погружены в анабиоз — в целях экономии воздуха. Неожиданно сходит с ума бортовой компьютер. На экране ни одного резкого движения, звук не поднимается ни на децибел — но напряжение растёт от минуты к минуте. Этот конфликт прочитан по губам, сконцентрирован в немигающем красном светодиоде компьютера, рассказан языком кардиограмм анабиотиков.

    И этот локальный конфликт оказывается лишь звеном в замысле безымянной космической силы, которая создаёт в разных уголках Вселенной разумную жизнь. Символ разума — обелиск. Тот самый, что сделал из гоминидов Homo sapiens. Финал фильма — смерть, но смерть это не конец. Человек утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, вечером на трёх. Но после каждого вечера наступит новое утро. Смерть астронавта вдыхает жизнь в новую планету.

    И начинается новое утро.

    Новая история.

    10 из 10

    21 апреля 2010 | 12:55

    Сегодня я предприняла еще одну попытку осилить фильм Стенли Кубрика. Я когда-то уже пыталась смотреть его фильмы и пришла у выводу, что это кино не для меня. Нет, я не отрицаю гениальность Кубрика, но катастрофически не понимаю его фильмов.

    О чем же фильм? Честно говоря, я так и не поняла. Летят космические корабли, астронавты делают свою работу, общаются с близкими, словом живут. Но сюжета как такового я так и не заметила. Космические корабли, приматы, разговоры не о чем и никакого развития событий. Нет главных героев, не за кого волноваться переживать. Слишком вялотекущий фильм.

    А вот визуальный ряд вызвал восторг. Уж очень все качественно сделано. И если б я не знала, что фильм снят в 1968 году, ни за что б не догадалась, что он на столько старый. И что б там кто ни говорил о примитивных спецэффектах и т. п., картинка выглядит вполне естественно и создается впечатление, что съемки действительно происходили в открытом космосе.

    Как бы тяжело ни дался мне этот фильм, как бы он мне не понравился, но я не могу отрицать его шедевральность. Слишком он оригинален, необычен. И аналогов у него нет и вряд ли будет.

    25 июля 2010 | 23:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 297 руб.
    саундтрек, 575 руб.
    саундтрек, 532 руб.
    подробнее

    Новости


    Рекламная кампания фантастики Кристофера Нолана «Интерстеллар» вышла на финишную прямую. На этой неделе появился последний и самый обстоятельный трейлер фильма. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где Люк выступил не только автором сценария, но и режиссером, а в этом ему практически нет равных. Такой проект появляется в жизни лишь несколько раз. Ну и как я мог отказаться от «Люси»? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    По случаю выхода в прокат «Города грехов 2» КиноПоиск вспоминает другие фильмы последних лет, которые могут похвастаться выдающимся визуальным рядом и интересными стилистическими решениями — от «Героя» и «Аватара» до «Пекла» и «Древа жизни». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Посмотрела в воскресенье всего три фильма, поскольку после «Бивня» нужно было время, чтобы переварить увиденное. Знакомимся подробнее с «Теорией всего», «Жертвуя пешкой» и хоррором с внезапной звездой. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    25.В бой идут одни «старики»8.525
    26.Властелин колец: Братство кольцаThe Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring8.518
    27.Бриллиантовая рука8.518
    28.Большой кушSnatch.8.514
    29.Властелин колец: Две крепостиThe Lord of the Rings: The Two Towers8.510
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Как поймать монстраLost River92.93%
    27.Охотник на лисFoxcatcher92.82%
    28.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.75%
    29.ЭверестEverest92.74%
    30.Чудо-женщинаWonder Woman92.70%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Лунный Пьеро: Буч ДендиPierrot Lunaire1
    Белый тигр91
    Ивкова славаIvkova slava1
    СудьяThe Judge25
    ДракулаDracula Untold46
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 24.654
    ДракулаDracula Untold6.624
    СудьяThe Judge8.213
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.459
    ИсчезнувшаяGone Girl8.506
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры