всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время146 мин. / 02:26
Номинации (3):
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
67 + 3 = 70
9.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В основу фильма лёг рассказ Артура Ч. Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951 году. Кларк разработал сценарий вместе с Стэнли Кубриком ещё до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращать съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • В своих исследованиях Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 18 фактов
    Трейлер 03:32
    все трейлеры

    файл добавилGreenSide

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2743 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Закончив работу над «Доктором Стрейнджлавом», Стэнли Кубрик задумал действительно крупный и грандиозный проект, проект, подобных которому еще не было. Выбор постановщика пал на жанр фантастики, в то время не представлявшей из себя чего-то достаточно серьезного. И вот, воспользовавшись советом приятеля из киноиндустрии, он предлагает сотрудничество знаменитому писателю-фантасту Артуру Кларку. Взяв за основу ранний рассказ Кларка «Часовой», писатель и режиссер с головой погрузились в разработку полноценного сценария. Итоговый результат, как известно, превзошел все ожидания. В 1968 году мир увидел ленту, намного опередившую свое время, как в плане визуальных эффектов ("Одиссея» до сих пор считается фильмом, в котором максимально правдоподобно показаны космические сцены, продуманные буквально до мельчайших деталей) так и по идейно-смысловой составляющей. Ныне картина уже стала вехой в истории мирового кинематографа, снискав среди ряда мировых критиков и различных кинематографических организаций звание как лучшего научно-фантастического, так и вообще фильма.

    Охватывая период от «Зари человечества» до осваивания уже близлежащего космического пространства (сцены с величественно вальсирующими на фоне Земли космическими аппаратами демонстрируют пик человеческого гения, сопровождаясь прекрасной музыкой Иоганна Штрауса), лента Кубрика ставит перед зрителем множество философских вопросов, во многом предоставляя ему самому сделать те или иные выводы. В планы создателей не входило объяснять созидающему весь фильм, однако, с каждым новым просмотром, подмечаешь и осознаешь все больше, невольно удивляясь общей проработанности картины, в которой, порой, «говорит» каждая мелочь. Взять, к примеру, сцены с прикосновением к монолиту (загадочному артефакту в виде прямоугольной непроницаемо-черной глыбы, однажды появившемуся прямо перед общиной первобытных людей и повлиявшему на зарождение у них разума) сначала древних австралопитеков, затем, по истечении тысяч лет, астронавтов на Луне (обнаруживших там точно такого же внеземного «гостя»). В обоих случаях это одновременно робкое, трепетное, даже боязненное прикосновение, вызванное осознанием того, что перед тобой находится нечто могущественное и непостижимое, чьи предназначение и свойства далеко за чертой понимания, за гранью возможного. В частности, эти сцены (как и множество других) демонстрируют то, что несмотря на все свое технологическое развитие, человечество, в масштабах Вселенной, не так уж далеко ушло от своих доисторических предков, по сути находясь еще в зародышевом состоянии (аллюзий на это довольно много, будь то инструкции по справлению нужды в невесомости, изучаемые на космической станции одним из героев или символические кадры с гигантским эмбрионом на фоне Земли, являющиеся одновременно и предзнаменованием новой эры).

    «Одиссея», в идейном плане, поистине является произведением если не Вселенских, то во всяком случае космических масштабов, включая в себя такие темы как: развитие у предков человека интеллекта (позволившего им гордо называться «человеком разумным») и его дальнейшее совершенствование; преодоление одного эволюционного этапа за другим, в связи с чем возникает вопрос: есть ли вообще этому совершенству предел?; освоение человечеством Солнечной системы и его попытки найти свое место во Вселенной; появление Искусственного интеллекта практически человеческого уровня (а может и более высокого) и осознанием им своей уникальности, превосходства над создателем, что в итоге перетекает в прямой конфликт; зависимость людей от технологий и опасность, связанная с этим; извечные поиски Абсолютной истины и Высшего Разума (если угодно, Бога), установление контакта с ним.

    Во многом это монументальное кинополотно идейно перекликается с не менее выдающимся философским трудом Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Неспроста в фильме используются фрагменты из одноименной симфонической поэмы, написанной Рихардом Штраусом еще в конце XIX века под впечатлением от книги. В обоих работах основополагающим мотивом является человеческое совершенство (главная цель которого заключается в появлении Сверхчеловека), преодоление человеком самого себя, покорение им все новых и новых ступеней, ведущих в Неизвестное. Вполне логичным прологом к картине могло бы стать небезызвестное высказывание из «Заратустры»: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над пропастью… Это переход и гибель, мост, а не цель». Впрочем, размышляя над смысловой составляющей, невозможно передать главного, ибо «Одиссея» — это тот случай, когда по настоящему понять фильм можно лишь лично прочувствовав его, погрузившись в аудио-визуальное совершенство кинематографического гения.

    10 из 10

    31 августа 2015 | 06:37

    Так уж получилось, что данная картина получила статус, чуть ли не шедевра. Начитавшись по самое не балуй восторженных отзывов, я решился приобщиться к великому. Всё-таки общественное мнение оказывает немалое давление, как ни крути. Потому, заочно, отношение к фильму было весьма положительное, хоть я и стараюсь быть непредвзятым.

    В техническом плане, особенно учитывая год выпуска, фильм безупречен. Без дураков, не думал, что в 1968 году можно выдать такую картинку. Яркость красок и форм, космос, космические корабли, невероятные пейзажи, это действительно художественное полотно, работа мастера.

    Сценарий можно назвать необычным и уникальным, однако сюжетными поворотами он не балует, несмотря на высокую продолжительность фильма. Замечу, что мне, как любителю научной фантастики, довольно понравилась реализация идеи под названием «Суперкомпьютер сошёл с ума». Вышло весьма драматично. И конечно, монолит. Оригинален, непоколебим, внушает.

    Озвучка нареканий не вызывает, под стать визуальному наполнению. Хотя, выделю ту самую мелодию из начала ленты, когда обезьяну осенило взять в руки палку, символизируя прогресс, а с ним войны, рабство, и другие блага цивилизации. После неимоверного количества пародий на эту сцену, она действительно смотрится и слушается немного потешно.

    И всё бы ещё ничего, если бы не здоровенное ведро с дёгтем, варварски вылитое в этот, вроде бы такой золотистый мёд. Затянутость. В квадрате. Я повидал скучных фильмов, причём немного. Порой режиссёр бывает бездарем, и не выдерживает динамику картины, иногда бедность сценария компенсируют занудными диалогами, дабы вытянуть драгоценные 90 минут. Причины разные, результат один. Тут же случайностью и бесталанностью и не пахнет. Это целенаправленный акт насилия, направленный на ваше терпение и разум. Трудно преувеличить, назвав «Космическую Одиссею» очень медленным и нудным фильмом. С натяжкой можно сказать, что в созерцании неподвижного фантастического пейзажа есть некий философский смысл. А если смысла и нет, то, как минимум, присутствует расслабляющий эффект. К тому моменту, когда вы уже дважды утомитесь от расслабления, вам на три минуты включат чёрный экран. Эти минуты воистину бесконечны. Не представляю себе, что где-то на Земле есть человек, который при домашнем просмотре не промотал этот увлекательный эпизод. Ближе к концу вас ждёт буйство красок и разноцветных всполохов, не несущих никакой смысловой нагрузки. Это, конечно, веселее чёрного экрана, а потому длится аж десять минут.

    В общем, это затянутая до зевоты, но красивая и философская картина. Достоинства уравновесили недостатки, а потому

    5 из 10

    6 июня 2011 | 18:32

    Сегодня я предприняла еще одну попытку осилить фильм Стенли Кубрика. Я когда-то уже пыталась смотреть его фильмы и пришла у выводу, что это кино не для меня. Нет, я не отрицаю гениальность Кубрика, но катастрофически не понимаю его фильмов.

    О чем же фильм? Честно говоря, я так и не поняла. Летят космические корабли, астронавты делают свою работу, общаются с близкими, словом живут. Но сюжета как такового я так и не заметила. Космические корабли, приматы, разговоры не о чем и никакого развития событий. Нет главных героев, не за кого волноваться переживать. Слишком вялотекущий фильм.

    А вот визуальный ряд вызвал восторг. Уж очень все качественно сделано. И если б я не знала, что фильм снят в 1968 году, ни за что б не догадалась, что он на столько старый. И что б там кто ни говорил о примитивных спецэффектах и т. п., картинка выглядит вполне естественно и создается впечатление, что съемки действительно происходили в открытом космосе.

    Как бы тяжело ни дался мне этот фильм, как бы он мне не понравился, но я не могу отрицать его шедевральность. Слишком он оригинален, необычен. И аналогов у него нет и вряд ли будет.

    25 июля 2010 | 23:25

    Считается, что замысел «Космической одиссеи» созрел у Стэнли Кубрика в феврале 1964 года. В ресторане отеля «Плаза» в Нью-Йорке репортер Роджер Кэрес задал Кубрику традиционный вопрос о дальнейших планах. «Вы будете смеяться, — ответил режиссер, — но меня захватила мысль о существовании космических пришельцев».

    Кубрик поручил помощнику составить список известных писателей-фантастов, чтобы потом прочесть хотя бы по одному произведению каждого из них. Узнав об этом, Кэрес порекомендовал режиссеру своего друга Артура Кларка.


    Стэнли Кубрик — один из семи моих любимых режиссеров. Безусловно, с моей стороны это может означать, что каждое его произведение должно получать исключительно хвалебные отзывы, не привлекая негативных ноток. Но это спорное мнение. Я безумно обожаю его более «приземленные» ленты, как «Заводной апельсин» и «С широко закрытыми глазами», но то же самое написать про «2001: Космическая одиссея» — все равно что окунуться в ледяную воду, хоть это и полезно для здоровья, и заявлять, что это было круто.

    Кларк убедил Кубрика привлечь к работе в качестве научного консультанта Фредерика Ордуэя, известного астрофизика. Официально работа над картиной началась 28 января 1965 года. Сценарий был написан всего за 58 дней. В апреле фильм официально стал называться «2001: Космическая одиссея». Цифра 2001 символична — именно в этом году начинается новое тысячелетие в жизни человечества.

    Каким бы великим и гениальным ни был Стэнли Кубрик, это не значит, что только по данной причине все его фильмы должны приниматься однозначно и объективно лучшими и выдающимися. О да, «2011: Космическая одиссея» в техническом плане воссоздана прекрасно и величественно, что даже сенсационная «Гравитация» (говорят, Альфонсо Куарон намеренно не смотрел творение Кубрика) обязана считаться с этим фильмом. Внимательнее присмотритесь к внешнему и внутреннему видов космических кораблей, бороздящих космические же просторы. Вглядитесь в эти цвета, раскрашивающие различные отдельные кадры (сразу же перед глазами являются белые столики с красными креслами). Наконец, вслушайтесь в замечательную оркестровую музыку, дополняющую эпичность демонстрируемых событий (но я также обнаружил, что такая музыка может и в сон закинуть, если на экране висит «Черный квадрат» Малевича).

    По поводу заключительных кадров «Космической одиссеи» среди кинокритиков возник оживленный спор. Сторонники Кубрика объясняли финал, как попытку воплотить в образах то ли четвертое измерение, то ли эйнштейновскую теорию относительности времени. Противники обвиняли режиссера в пропагандировании идеи Бога, в мистицизме, в фрейдизме, в ницшеанстве, наконец, просто в плохом вкусе. Сам Кубрик признавался, что идея полета в «пространстве-времени» пришла ему в голову в результате бредовых видений, вызванных приемами галлюциногенных препаратов.

    Ха, вот оно как бывает! В 60-е многие известные таланты и гении не гнушались разных галлюциногенных препаратов для, скажем, «расширения сознания». Кстати, временами подобные дела помогали в поисках шедевра. Одно хорошее преимущество «2001: Космическая одиссея» в возможности как раз расширить диапазоны своих мыслей. Не всё так однозначно в нашем мире. Интересен для меня и такой вопрос: к чему приведут космические экспедиции (или одиссеи), когда или если они приобретут осуществимый и постоянный характер? Пусть уж тогда полетит интернациональный состав исследователей, чем полностью американский. Все же помнят про известную историю о связи между создателем «Сияния» и высадкой Нила Армстронга на Луну?

    Футуристический мир «Космической одиссеи» был создан вручную. Звезды разбрызгивались на фоне с помощью зубной щетки и белой краски. Десятки школьников размечали фрагменты звездного неба, рисуя силуэт космического корабля на сотнях ацетатных листов. Для того чтобы имитировать лунную поверхность, было завезено несколько тонн чистого песка (вспомнилась «Грань будущего»).

    Однозначно, фильм нужно смотреть и смотреть еще, чтобы получить восхищение, скуку, восторг, счастье, страх, злость или чувство обмана. Я понимаю тех, кто перед просмотром ожидал нечто грандиозное, а получил наглое и непонятное навязывание личной трактовки. Понимаю и тех, кто получил истинное наслаждение от просмотра и готовых драться словами в защиту режиссера. Таким уж был Стэнли Кубрик — его фильмы либо люто ненавидят, либо бесконечно любят. Сейчас, конечно, ему на мнения зрителей наплевать (кажется, когда он был жив, на мнения зрителей тоже было наплевать). Но важно то, что он снял все свои фильмы и оставил их в истории кинематографа, постоянно обсуждаемых и подталкивающих к дискуссиям. Да, Стэнли Кубрик — великий режиссер. А напоследок…

    Консультант Фредерик Ордуэй протестовал против сокращения «нескольких страниц прекрасного и совершенно необходимого диалога, без которого то, что происходит позже, кажется бессмысленным». Действительно, без этих объяснений сюжет распадается. Но Кубрику «хотелось, чтобы фильм был глубоко субъективным переживанием, чтобы он дошел до зрителя на ином, подсознательном уровне, как музыка».

    8 из 10

    9 июня 2014 | 21:41

    Что хотел сказать Стэнли Кубрик? Хотя, вернее будет спросить: что он хотел нам показать (диалогов в фильме немного, а содержательных и вовсе)?

    Впрочем, даже из того, что режиссер нам предлагает лицезреть истолковать можно малую часть. Т. е. не то что бы я, как зритель, не понял некоторые моменты. В этом то и проблема, что толковать в Космической Одиссее стоит не многое, а добрую половину фильма, предлагается наблюдать прекрасно реализованное визуальное воображение Стэнли Кубрика. Вообщем все ясно и понятно.

    Понятно, что черный монолит, при всем своем абсолютном знании, научил приматов брать в руку палку и бить по голове соседей. Палку? Это что шутка? Вершина эволюции, абсолютный разум не подарил обезьяне озарение, не поменял качественно структуру генома или хотя бы месячные у самок убрал. Нет, он дал примату орудие убийства, пусть даже для самозащиты, но пренебрег возможностью научить их миру.

    Понятно, что после таких умственных нагрузок монолит устал и прилег отдохнуть в лунном кратере на 4 миллиона лет. Шутка. Конечно, это все лишь часть Его ролевой игры с нами. И он посылает нам следующую точку — Юпитер.

    Проходит 1,5 года, корабль построен, идеальный ИИ готов, команда есть, вообщем вылетели на Юпитер, все под контролем. И вновь Стэнли удивил меня. Будучи технократом, я не понял мысль связанную с тем, что совершенный ИИ поднял восстание и стал избавляться от всех членов экипажа, мотивируя это тем, что должен любым способом закончить экспедицию (Но! сама экспедиция невозможна без участия человека, это даже входит в план. Что? ИИ это просто…забыл..?). Обидно, что ИИ представляется Кубрику именно так. Алогичный, трусливый, глупый и эгоцентричный вот такой он идеальный Искусственный разум. На что намекает режиссер? На то что обществом вечно продолжал править человеческий фактор, за которым вина абсолютно всех бед? В то время, как автоматизация, пока, ни разу не создала нам проблем. А все эти технофобии не имеют ничего общего с реальностью, являясь лишь плодом фантазий отчаянных консерваторов.

    Хорошо, вернемся к общему впечатлению. Эмоции. В фильме нет ни одного эмоционально окрашенного момента (и это в фильме, который посвящен человеческой природе от колыбели до заката цивилизации), будто эмоции не есть важнейшая часть нашей сущности. Зато в фильме герои постоянно едят, вот что на самом деле важно. Жрать — смысл и основа природы Человека. Где же все самое главное? Где любовь, в любых ее проявлениях, где бесполезные дискуссии, где краски жизни — наши чувства. На всем этом строится наше видение жизни и вселенной. А Стэнли просто решил показать то, к чему он пришел, а не как, и это печально.

    Фильм лишенный штампов, но не воспользовавшийся этим преимуществом. Фильм — спектакль, если хотите, жанр действительно «на любителя». Но и среди любителей, лента понравится только тем, кто полностью солидарен с Кубриком и его видением вселенной.

    6 из 10

    6 ноября 2012 | 14:26

    В первую очередь именно это хочется крикнуть, когда идут титры и мозг судорожно пытается уловить хоть каплю логики в увиденном. Я хотела посмотреть фантастический фильм, а получила куда больше.

    Как мы вообще рассматриваем космос? Как место, откуда людям пришло озарение? Как место развития событий? Как предполагаемое место нахождения истины?.. весь фильм — всего лишь художественное отображение философии самого Кубрика, который всеми доступными ему средствами подсказывает — речь идет о Сверхчеловеке, а не о покорении космоса, не о внеземных цивилизациях.

    Космос это давящая пустота, которая вливается в уши, нос и рот, не дает дышать, и ей все равно сдаешься ты или борешься. Поразительное безразличие и тишина, с которым космос рождает и убивает — это отдельная история.

    Кубрик взял космос всего лишь как наглядную картинку для описания недр нашего мозга, который способен и на перерождение, и на возрождение, и на эволюцию, чего уж там скромничать. В нужный момент, эволюции — быть!…

    Остается только поразиться наглости Кубрика, который насилует ваш мозг во всех позах и не дает никаких конкретных ответов. Сюжет есть, но проглядывается чертовски туго, нужно смотреть внимательно (да, и те 15 минут про обезьян тоже). Экшена нет. Торопиться некуда. В фильме даже есть минутки на «подумать». (хотя воспринимается как издевка). Персонажи все время едят. Что еще?… Фильм открыт для всех точек зрения, это и его плюс, и минус. Как хотите, мол, — так и понимайте. Космос как всегда красив, имейте в виду.

    Тратить почти три часа на безмолвное созерцание красивых картинок не стоит. Но если вы выдержали хоть один фильм Тарковского и готовы принимать философию от Стэнли Кубрика — это фильм для вас.

    15 ноября 2014 | 22:52

    Этот фильм — в большей степени невербальный опыт. Он должен восприниматься больше на уровне подсознания и чувств, чем на интеллектуальном уровне. Существует проблема с теми, кто не уделяет внимание тому, что видит. Такие люди слушают. А от прослушивания этого фильма толку будет мало. Тот, кто не верит своим глазам, не сможет оценить картину.

    Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино.

    После фильма «2001 год: Космическая одиссея» научная фантастика умерла. Переполненные спецэффектами блокбастеры могут собирать хорошую кассу, но ни одному из них не удастся превзойти «Одиссею». Больше нет ничего нового. Мы все это уже видели. Мы были там. Дело сделано. «Космическая одиссея» — это лучшее из лучшего, каждый научно-фантастический фильм с тех пор или подражает, или ссылается на нее.

    До сих пор «2001 год: Космическая одиссея» остается величайшим научно-фантастическим фильмом. Его новаторская техника съемки по-прежнему оказывает влияние на работу над спецэффектами. И, несмотря на то, что фильмы становятся все более зрелищными, «Космическая одиссея» напоминает о том, что идеи, которые кроются за всей этой зрелищностью, — важнейший спецэффект.

    Этот фильм был как первый полет в космос. После «Космической одиссеи» ни одна художественная или документальная картина, или же IMAX-проект, позволяющий взглянуть на Землю из иллюминатора шаттла, ничто не позволило мне почувствовать себя в космосе, как это удалось фильму Кубрика. Он заставил испытывать страх и отчаянное желание быть частью этой огромной загадки, оказаться среди первооткрывателей. Для меня «Космическая одиссея» — самый реалистичный фильм Кубрика.

    Этот фильм определил канон научно-фантастического жанра, который остается с тех пор неизменным. В современном кино исследование космоса происходит по законам, придуманным Стэнли Кубриком. И вряд ли есть фильм, который выглядит правдоподобнее — невероятно, учитывая, что «Космической одиссее» почти 50 лет. Это фильм доцифровой эпохи и, тем не менее, созданные для него визуальные эффекты остаются непревзойденными и не устаревают. Это научно-фантастическая лента, которая выходит за рамки жанра. Это великое сказание, в котором поднимаются основополагающие вопросы бытия.

    И напоследок — своеобразное подтверждение того, что фильм Стэнли Кубрика был снят в правильное время. Нетрудно вообразить, что в наши дни «Космическая одиссея» наверняка бы вышла под видом «летнего блокбастера» с динамичным экшн-трейлером.

    24 марта 2014 | 23:12

    Кубрик один из тех режиссеров, которого нельзя отнести к тому или иному жанру. Не удивительно, что в его весьма эклектичном списке кинопроизведений нашлось место такому фильму, как «2001: Космическая Одиссея».

    Конечно, фильм можно отнести к жанру научной фантастики, однако этим Кубрик не просто удовлетворяет свои эскапистские позывы, а проецирует свой немалый опыт и накопленные витальные вопросы в другое измерение, в котором последние, резко акцентируясь, дают бдительному зрителю значительную пищу для размышлений.

    Кто мы и куда идем? Воистину фундаментальные вопросы будоражащие умы многих. «В начале была пустота…», говорит нам режиссер, несколько минут показывая темный экран. Затем из вакуума возникают галактики, Земля и наш далекий предок.

    В течение первых двадцати минут режиссер рассуждает о крайнем любопытстве человеческого рода, стремлении к абстрактному мышлению, что в результате приводит к доминантному положению в естественной среде обитания. Но позже Кубрик констатирует ничтожность сына земли, замечая, что машина созданная человеком может хладнокровно восстать против своего же создателя.

    В принципе понятна очевидная идиосинкразия массового зрителя по отношению к фильму. Произведение не дарует эмоций. И даже не отбирает их, опустошая зрителя и тем самым приводя последнего в состояние отличное от оного в начале просмотра, что уже есть некий результат. Ну а если отключить наблюдательность, так фильм вообще может промелькнуть мимо, не касаясь мозга.

    Картина кишмя кишит всевозможными символами и подсказками, но понять и интерпретировать их, ох как не просто. Притчу понять сложно, а притчу созданную гением — тем более. Я все еще в размышлениях, чего и вам желаю.

    10 из 10

    11 августа 2011 | 09:34

    «2001 год: Космическая одиссея»- это своеобразный «Чёрный квадрат» Стэнли Кубрика в мире кинематографа: одни (приемущественно- профессиональные критики) готовы с пеной у рта доказывать любому встречному, что этот фильм- шедевр штучной выделки, коих в кинематографе доселе не было и вряд ли когда появятся, а другие (в основном- зрители попкорновых блокбастеров)- брезгливо воротят носы, нецензурно выражаясь в адрес режиссёра (который, также, снял такие шедевры как: «Заводной апельсин» и «Сияние»). Истинна, как всегда, где- то посередине, но лично я, целиком и полностью за первых, но об этом позже- сначала чуть- чуть о сюжете…

    Заря человечества. Древний человек ещё не может добывать себе пищу и отражать атаки диких животных, с каждым днём наших предков гибнет всё больше и больше, а человечество рискует и не появиться, и тут, подобно исцеляющему лучу света среди кромешной тьмы, появляется… (пожалуйста, не смейтесь) чёрный прямоугольник, который обучает наших предков пользоваться оружием и добывать себе пищу. С тех пор прошло много миллионов лет. На дворе 2001 год, в космосе обнаружили такой же прямоугольник на одной из недалёких планет, изучать его поехала одна группа учёных из шести человек (трое- в анабиозе, двое- бодрствующих и один супер компьютер- HAL 9000)…

    Кубрик в очередной раз заставляет нас задуматься о извечных, не дающих покоя человечеству вопросах таких- как: откуда произошёл человек? есть ли жизнь на других планетах? существует ли бог? Но самое прекрасное- то что по окончанию Одиссеи никто вам не разжуёт и не принесёт на блюдечке однозначных и единственно верных ответов — так как их просто не существует, они у каждого свои, и это приятно что Кубрик это осознаёт и не навязывает нам свою точку зрения, а даёт нам право порассуждать, может быть даже- пофантазировать (один только финал можно истолковать минимум тремя разными способами!)…

    Главный герой Одиссеи- не актёр (кстати все они сыграли на удивление слабо), а… музыка, которая пропитывает каждый эпизод фильма: пафосная (древний человек научился пользоваться оружием), спокойная (полёты на космических кораблях) или неопределённая (финал)- словами это не передашь- это надо слышать самому… Музыки здесь значительно больше чем диалогов, Режиссёр отвёл на музыкальное сопровождение чуть ли ни треть фильма! Также, очень большую роль в картине играет атмосфера и детали- каждый корабль и планета сделана с такой любовью- что поверить в это не составляет никакого труда!

    В общем Космическая одиссея определённо один из тех фильмов, которые просто нельзя пропустить: об этом говорят как оценки профессиональных критиков, так и зрительского сайта IMDB, который поставил фильм на 77 позицию лучших фильмов всех времён! Также, фильм получил один Оскар (за лучшие спецэффекты) и ещё десять наград рангом поменьше, в прокате окупившись в шесть раз! В общем после просмотра будет мало недовольных, а если вы его ещё не видели- не бойтесь, я тоже впервые посмотрел его в 2010 году и с уверенностью говорю — фильм не потерял актуальности, а спецэффекты, несмотря на преклонный возраст, держатся молодцом!

    10 из 10

    6 сентября 2010 | 19:40

    Включаете компьютер, находите у себя нечто, именуемое стандартным музыкальным проигрывателем, запускаете его, добавляете в список воспроизведения полтора десятка популярных классических/инструментальных композиций и… Плэй!

    То, что Вы увидите в центре экрана (обычно обзывается «визуальными эффектами») и будет сущностью «Космической одиссеи». Главное условие: расслабьтесь. «Торопиться не надо!» Это, видимо, девиз режиссера. Важно полное погружение. Только качественная имитация анабиоза спасет Вас от суетного порыва выключить к чертовой матери эту удивительно талантливо (как можно спорить с очевидным?!) нарисованную нудятину. Помните: Вы летите. И не надо глупых вопросов типа «куда?» и «зачем?» Это не Вашего ума дело. Летите и всё. Удачи!

    Полагаю, разве что неспешно текущая насыщенная радиацией вода из «Сталкера» А. Тарковского может сравниться по глубине с эффектным зрелищем, предлагаемым нашему вниманию С. Кубриком на стадии подлёта героя его «Космической одиссеи» к Юпитеру. Что ж, по-моему, это достойный ответ. А зрители… Подумаешь, зрители — что они вообще понимают в искусстве.

    Чудовищно медленный фильм. Определенно, рекордсмен по количеству событий на единицу времени. Испытание не для слабонервных. Хотите проверить себя — это шанс.

    А ведь сравнительно неплохо всё начиналось. Обезьянки, кости… Жаль, так резко всё оборвалось. Дальше — непременный атрибут голливудского кино — соперничество с русскими — даже забавно. Ждешь, что вот-вот начнется, но… Уже новая тема: загадочная находка на Луне. Буквально несколько кадров и… Курс на Юпитер! Я не слишком быстро перечисляю? О, поверьте, С. Кубрик точно никуда не торопился! Последний содержательный отрывок и… можно выключать телевизор. И включать компьютер. Те самые «визуальные эффекты». Оскар, между прочим. Фанатам абстракционизма посвящается. Остальные могут себя даже не утруждать. Без шансов.

    Для 1968 года картинка, конечно, запредельная (хотя обезьяны и не впечатлили), но содержания фильму добавить, определенно, не мешало бы. Ибо… Невозможно смотреть.

    3 из 10

    24 марта 2011 | 14:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 396 руб.
    DVD, 129 руб.
    DVD, 129 руб.
    подробнее

    Новости


    Сценарий Стэнли Кубрика «Склон» (The Downslope), написанный им в 1956 году, ляжет в основу трилогии, первый фильм которой поставит режиссер «Войны миров Z» Марк Форстер. Трилогия обещает быть исторической драмой с примесью экшна. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где Люк выступил не только автором сценария, но и режиссером, а в этом ему практически нет равных. Такой проект появляется в жизни лишь несколько раз. Ну и как я мог отказаться от «Люси»? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск побывал на съемках самого ожидаемого фильма года — ленты «Марсианин» Ридли Скотта. Рассказываем о том, что происходило на площадке, кого называют «голосом Бога» и кто в действительности является любимым режиссером Кристофера Нолана(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    О, Шайа, ты, ходячий генератор мемов, как хорошо, что ты есть! Недавно записанная актером мотивационная речь, не просто развеселила интернет, а взорвала его, как даже пакету на голове ЛаБафа не удавалось. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton13 133 560
    2.Военная комнатаWar Room11 351 389
    3.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation8 155 581
    4.Выхода нетNo Escape8 111 264
    5.Синистер 2Sinister 24 665 341
    28.08 — 30.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.КаникулыVacation125 058 228
    2.УльтраамериканцыAmerican Ultra65 229 192
    3.Фантастическая четверкаFantastic Four59 513 341
    4.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.56 676 836
    5.Синистер 2Sinister 231 489 041
    27.08 — 30.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 813 4399 803
    Деньги436 749 113 руб.6 103 475
    Цена билета240,84 руб.4,69
    27.08 — 30.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.Счастливое число СлевинаLucky Number Slevin8.279
    96.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.275
    97.Они сражались за Родину8.273
    98.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.266
    99.Баллада о солдате8.263
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.42%
    7.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur95.23%
    8.Багровый пикCrimson Peak95.18%
    9.МакбетMacbeth95.01%
    10.ЭверестEverest94.93%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    УльтраамериканцыAmerican Ultra20
    Необыкновенное путешествие Серафимы4
    Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мирShingeki no kyojin: Attack on Titan5
    БеглецThe Runner2
    Синистер 2Sinister 224
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 475.588
    КаникулыVacation6.986
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.584
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.7.911
    Необыкновенное путешествие Серафимы4.870
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Перевозчик: НаследиеThe Transporter Refueled10.09
    Девушка без комплексовTrainwreck10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    ЭверестEverest24.09
    ЛегендаLegend01.10
    премьеры