всё о любом фильме:

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
год
страна
слоган«the time is now. [2001 re-release]»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийАртур Ч. Кларк, Стэнли Кубрик
продюсерСтэнли Кубрик, Виктор Линдон
операторДжефри Ансуорт
художникЭрнест Арчер, Гарри Ланж, Энтони Мастерс, ...
монтажРэй Лавджой
жанр фантастика, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  43.4 млн,    Франция  3.26 млн,    Испания  2.91 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время146 мин. / 02:26
Номинации (3):
Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями фильма. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
63 + 3 = 66
9.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В основу фильма лёг рассказ Артура Ч. Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951 году. Кларк разработал сценарий вместе с Стэнли Кубриком ещё до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма.
    • В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в этом фильме.
    • Вращающуюся космическую станцию предложил специалист НАСА Вернер фон Браун.
    • Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».
    • Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.
    • По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd`s» ему отказала.
    • По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.
    • Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.
    • Артур Ч. Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».
    • Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.
    • В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.
    • Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.
    • В сцене выхода в открытый космос в качестве звуковой дорожки были использованы оригинальные записи дыхания космонавта Алексея Леонова, который первым в истории совершил выход в космическое пространство в 1965 году.
    • Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полетами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков, Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
    • Модель космической станции диаметром 2,4 метра была набита миниатюрными лампочками накаливания — в те времена еще не было оптоволокна или светодиодов. Часто приходилось прекращать съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.
    • Посадочный модуль «Орион» достигал почти метра в диаметре и у него были выдвигающиеся ноги для съемки посадки. Для его создания специально ездили на завод Grumman, чтобы посмотреть, как у лунного модуля выставляется нога, а также на сопла, продувающие пыль на посадке. Всего над фильмом работало 103 конструктора, которые на самом деле были специалистами разных профессий: среди них были архитекторы, литографы, скульпторы, художники, сварщики и даже резчики по кости.
    • В своих исследованиях Кубрик натолкнулся на проект «Орион», проводимый Фриманом Дайсоном из Принстонского Института перспективных исследований. В этих работах предлагался концепт корабля на ядерном двигателе. Чуть позже эти исследования закрыли, но тогда Кубрика восхитила идея того, что бомбы могли бы двигать нас в космос. Он снова начал менять дизайн «Дискавери». Но потом здравый смысл восторжествовал: во-первых, упоминание о ядерных бомбах отсылало бы зрителя к фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964), во-вторых, корабль, который двигался бы прерывисто с помощью взрывов, смотрелся бы комично. Поэтому переделку корабля отменили. Но название «Орион» все равно осталось в фильме — так называется посадочный модуль.
    • В те времена еще не изобрели систему контроля движения, поэтому Кубрику пришлось изобретать ее прототип, и пользоваться технологией множественной экспозиции.
    • Чтобы показать космический корабль на фоне Луны с неким движением в его окне, фотографию корабля наклеили на стекло и установили перед камерой, сняв его на фоне хорошо освещенного белого фона. Так фотография корабля создавала маску для последующей печати в кадр двух различных изображений (маску всегда можно инвертировать, создав черный фон на месте белого). Изображение в рубке корабля было впечатано с помощью рир-проекции.
    • Звездное поле, которое мы видим за иллюминаторами «Ориона», летящего с Земли к орбитальной станции и «Овна», летящего от станции на Луну, было снято с помощью листа металла, покрашенного в черный цвет, в котором вручную были просверлены отверстия, представляющие звезды, если за листом металла поставить освещение. Двигая металлический лист, Кубрик имитировал движение этих космических аппаратов. Но вот проблема: все эти дырочки, которые выглядели замечательно на 35-миллиметровой пленке, оказывались слишком яркими для 70-миллиметровой. А если они отлично смотрелись на 70-миллиметровом кадре, то почти исчезали на 35-миллиметровом. В итоге звездное поле снимали на 65-миллиметровую пленку с помощью анимационных технологий. Там же, на мольберте для съемки анимации фотографировали Юпитер, Землю, Луну и все необходимые для фильма маски. Виды Луны — это реальные ее фотографии. За время работы над фильмом было предпринято три попытки создать модели Луны, и все они оказались неудачными.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Артура Ч. Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.
    • еще 18 фактов
    Трейлер 03:32
    все трейлеры

    файл добавилGreenSide

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2293 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    После просмотра картины появляется ощущение будто находишься под воздействием тяжёлых наркотиков. Словно за два с половиной часа понял всё и в то же время абсолютно ничего. На душе одновременно опустошённость и спокойствие.

    Условно я бы разделил фильм на три части: фантазия, кино и трип. И если вырезать первую, последнюю и антракт, то можно даже получить от просмотра некоторое удовольствие.

    Первая часть напоминает диснеевскую Фантазию. Под классическую музыку зрителю демонстрируют сменяющие друг друга образы. Темноту, животных, космос, невесомость, едящих людей. Всё это должно вызывать у зрителя эмоции, чувства, мысли, образы. Но на деле происходящее вызывает лишь непонимание.

    Усугубляет всё нарочитая монотонность повествования. Образы подаются столь не спешно, что у вас будет достаточно времени, чтобы обдумать каждую деталь картинки, попытаться понять авторский замысел, вникнуть в сюжет. Рассмотреть мёртвую зебру, парящую авторучку, еду космонавтов. И едва сдержаться от желания закрыть уши, слушая писк монолита и людские завывания.

    Основное блюдо составляет экспедиция на Юпитер. Повествование становится последовательным. Всё ещё нудноватым, но даже в какой-то мере увлекательным. Эта часть не имеет внятного окончания или объяснения причин случившегося, но её, хотя бы, можно смотреть.

    Сложные для восприятия беззвучные космические сцены чередуются с борьбой компьютера за возможность существования. Вы вряд ли запомните имена и лица людей, но образ Хэла отложится в памяти надолго. Удивительно, но мерцающая красная точка получилась более живой, чем настоящие актёры. А благодаря отечественной озвучке мне теперь сложно будет воспринимать Игоря Ясуловича иначе, как Хэла 9000.

    Третий акт представляет собой нешуточную наркоманию. Чтобы осилить этот фрагмент вам может понадобиться войти в изменённое состояние сознания. Мне даже всерьёз стало интересно, насколько мал процент зрителей, которые смогли самостоятельно осмыслить концовку во время премьерного показа.

    Финальный аккорд состоит из череды меняющихся кадров, звуков, вспышек, цветов, фигур и монолит знает чего ещё. Без каких-либо пояснений, реплик или закадрового текста. Артхаус, как он есть. Либо вы приобщаетесь к внутреннему миру режиссёра, либо остаётесь равнодушными, а может даже и раздражёнными.

    Избегая спойлеров и суммируя всё вышесказанное, могу сказать, что из «Одиссеи» могла бы выйти неплохая фантастика. Понятная, предупреждающая и вдохновляющая. Не путешествие в чертоги чужого разума, а история о том, что могло бы ждать нас в будущем. И, что удивительно, если обрезать уже упомянутые части продолжительность фильма составит всего около часа. А за такое время он не успеет вас разочаровать или разозлить. Останется только привыкнуть к его темпу.

    23 ноября 2014 | 23:16

    В 1968-ом году талантами двух оптимистов Стэнли Кубрика и Артура Кларка (роман вышел несколько позднее фильма) был создан, возможно, самый захватывающий, красивый и реалистичный фильм о полете в космос. Более сорока лет спустя, когда минул давно заветный 2001-ый, эта история едва ли менее фантастическая, чем в момент написания, и полет на Юпитер остается мечтой лишь самых смелых умов науки. Но если за Кларком чувствуется явная претензия на научность собственного труда, то Кубрик пошел чуть более традиционно — он не рвется скрупулезно демонстрировать будущее, хоть его хай-тек-дизайны впечатляют не менее, чем космические корабли, но в техническом совершенстве Кубрик визуально выделяет человека, создавшего эту многосложную оболочку для своего существования и развития за приделами биологии.

    В этой одиссеи человеческого бытия кубрик продемонстрировал три этапа человеческого развития, и четыре формы сознания, подобно доступным измерениям физического тела черного монолита. Действия начнется на рассвете человечества, в Африке, где человеку, тогда еще обезьяне, будет брошен вызов познать нечто вне сознания. Если в книге, Артур Кларк четко описал воздействие монолита на мозг австралопитеков, то в фильме он лишь совершенная глыба, пугающая своей чужеродностью, как символ знаний, которые только предстоит постичь. Эту же функцию монолит исполняет и во второй раз, явившись в толще Луны и дав человеку еще раз задуматься над своей сущностью. Явившись в третий раз, у Юпитера, он снова даст направление, для которого человек, увы, еще слишком мал, но возможно когда-нибудь, на новом этапе развития…

    Если разобрать формы сознания, то первая и простейшая из них представлена все теми же австралопитеками — примитивная, в общем-то подошедшая к финалу форма обезьяны, но готовая вступить на путь Человека Разумного, взять в лапу инструмент (здесь: кость) и прорубить себе путь в светлое будущее. Вторая форма сознания показана на идеализированной стадии — человек, ступивший в космос, но уже сознающий ограниченность возможностей, восполнить кои должна новая ступень — HAL 9000. Искусственный интеллект все еще инструмент, но на то он и интеллект, что способен думать, ставить себя над создателем и принимать кардинальные решения для самосохранения. Но бортовой компьютер с такими возможностями уже фантастика, а потому четвертая форма находится за приделами, словно четвертое измерение — иноземный монолит, представляющий его создателей, которые являются еще большей тайной.

    Правильный характер носит и использование актеров, как, к примеру, Кира Дулли на космическом корабле — без эмоций. Вот тут-то как раз и демонстрируется суть путешествия. В космос всегда отправляли людей подготовленных, здесь на Юпитер подготовка была явно сложнее, а потому, верится именно в холодную непробиваемость характера, чем верилось бы сентиментальным стенаниям о погибших. Даже песенка HAL’а трогает душу — эмоциональный поединок человека и компьютера. К слову, вообще удивительно, как Кубрик играет с образами — статичный красный круг бортового компьютера с первых кадров несет в себе нечто враждебное, а люди, постоянно находящиеся напротив него, словно соперники, где, как в шахматной партии, они заведомо слабее. Все же от актеров требовалась не столько игра, сколько выдержка сохранять спокойное лицо в нужном ракурсе.

    Главная особенность фильма — он очень медлительный, но при этом ничуть не затянутый. Медлительна «Космическая Одиссея» настолько, что зритель прочувствует, как долог полет в космосе и как неприглядна жизнь человекообразных обезьян. Но медлительность Кубрика специфична — она дает время осмыслить происходящее, вдумчиво, неторопливо, под хорошую музыку. Вообще по одной только атмосфере этот фильм можно назвать космическим вальсом, где тела движутся по орбите, как в размеренном танце, идущим в бесконечность из темноты и звезд. Смену каждой из частей Кубрик наделяет соответствующим ритмом и настроением — нечто первобытное в доисторической Африке, величественное в созданных человеком космических кораблях, таинственное в самом космосе и запредельное в черной плите, внезапно появляющейся и сопровождающей все важные этапы человеческой деятельности.

    Можно сказать, что у фильма есть и недостатки, но даже в них эта постановка кажется идеальной. Четкость каждой сцены прослеживается в персонажах, в мебели, в декорациях, их словно бы расставлял эстет с тонким ощущением, сдвинь он на сантиметр хоть одну деталь интерьера, уникальная отлаженность пропадет. Конечно же, все было выверено не таким математически точным методом, но ощущение есть. И общая бессловесность ленты как раз к этому располагает и молчаливые космические странники будто создают контраст земному настроению. Особенно великолепно представление общей целостности после просмотра, в которой «Космическая Одиссея» за счет тишины приобретает даже лаконичность, втискиваясь в рамки небогатого на остроту сюжета, и уж после такого наложения воображается совсем шедевром.

    Итог: космический вальс человеческого бытия на фоне вечности, в котором присутствуют и мелодичность, и элегантность, и тайна за границами сознания.

    2 ноября 2009 | 11:03

    Фильм очень и очень трудно судить хотя бы из-за того, что он с 1968 года (подумать только!). И если сравнивать с современными фильмами, то фильму явно не хватает экшена и динамики. Современному зрителю, очевидно, тяжело смортеть это. «Где же космические баталии?!! Где пИу-пИу?! Где масштабные взрывы?! Где пафосные диалоги в конце концов?!» нет, нет и нет, всего этого и близко нет в «2001: Космическая одиссея». Есть место излишней затянутости и медлительности.

    Но фильм цепляет другим:

    1) Картинка! Аплодисменты! Визуальное оформление просто ошеломительное. Удивительно, но в 2013 году я верю в то, что все эти корабли, все эти приборы — правда. Хотелось найти хоть что-то, что бросится в глаза, но нет. Во многих фильмах и нашего столетия видна компьютерная графика, а здесь фильм 1968 года.

    2) Музыкальное оформление. Очень красиво подобрали классическую музыку. Она хорошо заполняет те многочисленные места, где нету диалогов.

    3) Сюжет. ничего не понятно, но все же, что-то задевает!

    4) Влияние на мировую культуру. Следует отметить, что на момент выхода фильма ничего подобного в мире и близко не было. По этому не удивительно, что многие писатели, режиссеры, сценаристы и другие фантазеры вдохновлялись именно Одиссеей! сейчас в мире очень много отсылок к этому фильму, начиная от пиксаровского милого мультика «Волл-И»(вспомните бортовой компьютер), включая миллионы книг и фильмов с подобной тематикой, и заканчивая компьютерными играми (тот же Portal).

    Итак, до 10 не дотягивает из-за своей излишней затянутости.

    8 из 10

    27 августа 2013 | 21:16

    Фильм «великого и ужасного» Стэнли Кубрика — это безусловный шедевр и классика мирового кино. Надо сказать, что подбирался к нему я с опаской и трепетом. Считаю, что смотреть его необходимо только уже созревшему человеку, так как «неподготовленный» мозг может абсолютно ничего не понять, и прото-напросто загубить все впечатление от этой великой картины. «2001: Космическая одиссея» — это авторская фантастика, философская притча о, цитирую слова самого Кубрика, «местоположении человека в системе космического абсолюта». И это, наконец, эталон, священный грааль сай-фай жанра, на котрый в последствии будут ссылаться все режиссеры, которые приступают к сьемкам фантастики.

    Хотя Кубрик и по сей день остается полумифической личностью, известно что он всегда был экспериментатором. В контексте данной картины, его эксперименты коснулись абсолютно всего. Во-первых, это касается трехпластовой структуры повествования. Во- вторых, работой с цветом, тенью и деталями. В-третьих, его перфекционизмом касающимся всего что связано с визуальными эффектами, макетами космичеких аппаратов и прибров управления ими. Одним словом фильм-эксперимент, фильм-революция. Для меня, в твочестве одного из моих любых режиссеров, именно «2001» является некой границей, начиная с которой он все более и более постигал великую тайну бытия. Слово «человек» здесь подразумевает понятие «человечество».

    Анализируя нашу историю, Кубрик приходит к выводу, который не дает покоя всем нам: «что ждет нас в будущем?», «откуда мы?», «кто мы такие?». Ответы на все эти вопросы великий режиссер зашифровал в своей самой непонятной и экзистенциальной картине. Но сколько бы я не смотрел фильм, каждый раз нахожу для себя какие-то новые ответы (а вместе с ними и новые вопросы) и интерпритации. Что Кубрик хотел сказать концом? Что все, так или иначе, циклично и человечество придет к тому с чего начало? Почему он выбрал именно такой способ повествования? Утвердительных ответов по-прежнему не много.

    Стальной, отточенный научный блеск, придает картине достоверности и глубины. Визуально, «Космическая одиссея» являет собой образец стиля и вкуса до сих пор. Поражает работа режиссера и оператора с макетами космичеких кораблей и фантастичеким антуражем станций. Абсолютно идеальная картина, ни одного слабого места. Фантастическая атмосфера, которой Кубрик заложил основу всем последующим великим сай-фай фильмам, глубокий философский подтекст и нелинейный сюжет. Все это заставляет твое серое вещество шевелится и искать путь к необходимому просветлению. И вот, когда казалось бы ты уже близок к нему, «космическая одиссея» быстро выскальзывает из твоих «рук» и выдающимся кислотным трипом улетает в бесконечность и далее, оставляя тебя наедине с собственными мыслями.

    Великая картина, являющая собой сложнейшую смысловую мозайку, которую разгадывает уже не первое поколение. Лента, опередившая не только свое время, но и оказавшаяся вне временных границ, образец того как надо снимать фантастическое кино. Удивительно стильная и невероятно красивая картина, посмотреть которую, наверное, необходимо любому человеку. Шедевр на все времена.

    10 из 10

    5 июля 2008 | 17:47

    Скажу честно — слабый фильм, почти дословно повторяющий одноимённый немудрёный роман (в последствии переросший в тетралогию) А. Кларка. Хотя считается, что роман был написан позже сценария к фильму — я в это не верю, так не бывает. Произведение может быть не полностью готово к печати, но оно уже наверняка подвергалось правке писателем. Если вы считаете, что роман хорош, почитайте остальные части этой попсы.

    Слабость заключается в следующем:

    - слабость сюжета, как самого романа, так и его экранизации. Считаю, совмещение научно — фантастической сюжетной линии об управлении эволюцией человека на начальной этапе пришельцами, не должно разбавляться и, по сути, заканчиваться глупым восстанием компьютера на борту корабля, выполняющего серьёзную миссию. Любителям восстаний машин я советую почитать «Голем 14» С. Лема, и у вас появится возможность понять то, что подобные вещи невозможны. Или почитайте «Я робот» А. Азимова, где, на первый взгляд, искусственный интеллект восстаёт, а на самом деле в конце всех рассказов оказывается, что у компьютера что — то закоротило. В общем, не будут они убивать людей, как это произошло у С. Кубрика.

    А зачем вообще состоялся этот полёт? В фильме нет ответа, но я отвечу: помните момент пищания монолита на Луне — так вот он пищал на другой монолит на одном из спутников Юпитера. Имеется в виду, что так пришельцы узнали об уровне развития человеческого вида.

    Кроме того, бросается в глаза контраст обычности космических полётов (особенно подчеркнут классической музыкой) и почти мистического осмысления человечеством себя во вселенной. На мой взгляд, должно быть что — то одно. Например, в «Звёздных войнах» космические полёты и битвы красивы, но они некое дополнение к целостному восприятию, потому что внимание зрителей концентрируется на главных героях, их характерах и переживаниях, а не на медленно плавающей в невесомости авторучке :))

    - отсутствие игры актёров. Здесь следует дать пояснение: первая половина фильма вообще почти не показывает людей, а сцены где они присутствуют очень короткие и неэмоциональны. Хотя актёры, сыгравшие пралюдей (в виде полуобезьян), заслуживают уважение, но нельзя же судить по ним об игре всех актёров, поэтому в целом ставлю «минус». Обратить внимание следует на то, что приматы изображены довольно качественно, а режиссёрам снимавшим «Восстание планеты обезьян» надо учиться делать всё без компьютерной графики и более убедительно, хотя бы как в этом фильме.

    Во второй половине фильма хорошо сыграл голосом компьютер, а актёры появлялись в кадре чаще, но с игрой у них опять не заладилось.

    В фильме я отмечу один, зато очень большой плюс. Это реалистичность всех без исключения съёмок. Настоящие масштабные модели космических кораблей и станций, панорамные пейзажи Земли и Луны. Только это удерживало меня у экрана.

    Музыкальное сопровождение мне тоже понравилось, хотя подборка треков могла бы быть и лучше. Кстати, есть видеоклип с главной темой в современной аранжировке и с дикарём в главной роли, как некая пародия на фильм. К сожалению, не помню имя диджея и названия клипа.

    Вывод: фильм скорее документальный, а не художественный, и если подходить с этой точки зрения, то он совсем неплох. Поэтому рекомендую к просмотру всем любителям фантастики. Людям, которые просто хотели бы его посмотреть, советую сначала прочитать, иначе многое вообще будет непонятно.

    При этом те, кто считает этот фильм шедевром, на мой взгляд, заблуждаются — картины — шедевры создают люди — режиссёры и люди — актёры, но никак не модели космолётов и станций, а также говорящих компьютеров.

    6 из 10

    За научные достижения.

    15 сентября 2011 | 23:33

    Да, здесь потрясающий визуальный ряд, звуки (боги, это идеально!) и год создания почти оправдывают чудовищную затянутость и невнятный сюжет. Где-то начиная с находки на луне. Да, это было здорово, это был праздник чревоугодия для глаз и ушей (да и нельзя словами описать, как это, чёрт возьми, красиво), а мозг удивлённо спрашивал: «что? куда? оО»

    Хэл.. да, Хэл. Об этом даже не хочется говорить.

    В нескольких местах ощущаешь себя шпионом, спрятавшимся у космонавта в скафандре, и порой это пугает — дьордь лигети и звук дыхания, натуралистичный и почти раздражающий, который резко исчезает, и игрушечный труп кувыркается в космосе.

    Возможно, секрет в том, что за те пять минут, в течение которых показывают корабль\космос\Монолит под красивую музыку, мозг зрителя успеет двадцать раз обдумать то, что увидел, и привнести в это какие-то свои смыслы. О беспомощности человека, или о чем-то другом — мало ли.

    И вот обезьянки — зачем обезьянки? И финал. Это красивый сюр, но что там произошло? Это непохоже на ребус, это похоже на «думайте, что хотите».

    Я, наверное, как всегда ничего не понял, но это похоже на торжество формы при минимуме содержания.

    поэтому

    6 из 10

    (минус балл за начало)

    9 сентября 2009 | 12:52

    Столько уже сказано про Стенли Кубрика, что не хочется повторяться, а потому поговорим лучше о фильме.

    Сразу скажу, что отношусь к тому типу нетерпеливых людей, которых затянутые сцены на экране заставляют нервничать и проматывать фильм вперёд. Но тут, за исключением нескольких моментов, мне всё же удалось выдержать характер, причиной тому стали великолепные виды космоса и планет, совершенно потрясающие визуальные эффекты, даже сейчас, при всех доступных спецэффектах, поражающие воображение и завораживающие масштабностью и глубиной своей простой красоты.

    Сюжет представляет собой своеобразную картину эволюции человеческого сознания, дополненную неким мистическим, инопланетным, божественным элементом, в зависимости от того, что вы сами хотите там увидеть. Кубрик предоставляет нам свободу выбора, что, надо сказать, замечательно, так как фильм не создаёт конфликта на религиозной почве.

    Итак, что же мы видим? Поначалу обезьян, научившихся использовать орудия, которых, возможно, подтолкнуло к этому прикосновение к чёрному монолиту, потом перед нами предстаёт уже «наше» время, где человечество активно исследует до сих пор одно из самых таинственных и притягательных космических тел в доступном нам пространстве космоса — Луну, и именно там люди находят второй монолит, излучающий мощный радиосигнал. В третьей части фильма центральное место занимает конфликт человека и машины, кто же в этой борьбе, в конце концов, сможет одержать верх? Мощный и непогрешимый компьютерный мозг, которому не нужны системы жизнеобеспечения, или хрупкий человек, обладающий, бесспорно, разумом гораздо более совершенным, чем любой, созданный им, суперкомпьютер. Но Кубрик хочет не только показать силу человеческой натуры, но и механизм, дающий нам толчок к дальнейшему развитию век за веком, тысячелетие за тысячелетием — борьба за выживание, это такой мощный стимул, что прогресс не заставляет себя долго ждать.

    Концовка фильма… это самая неоднозначная и противоречивая его часть. Кто-то может совсем не понять её, если всё же сумеет высидеть до неё 2 часа, кто-то увидит воодушевляющую картину величия вида хомо сапиэнс, кто-то ничтожность человеческого существования по сравнению со Вселенной и существами, или существом, гораздо более развитым, чем мы.

    В любом случае, люди на Земле, словно младенцы в колыбели, о которой пока кто-то заботится и оберегает. Мы ещё не осознаём всей важности своих жизней и ведём себя эгоистично, как настоящие маленькие дети. Мы по-настоящему не способны представить себе масштабов Вселенной, находящейся вокруг нас и больше боимся познать, чем познаём. Естественный отбор существовал всегда и слабые погибали первыми, надо надеяться, что с нами такого не случится.

    Напоследок хочется сказать, что этот фильм, безусловно, на любителя, причём на любителя подумать. Не ждите захватывающего экшена, рассчитываете на вдумчивый и масштабный артхаус.

    28 мая 2010 | 23:43

    Стенли Кубрик делает этот фильм после своей преведущей картины «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу», которая является черной комедией, высмеющивой политическую ситуацию «холодной войны» между СССР и США. «Космическая одиссея 2001» совершенно отличается по жанру и исполнению от своего предшественника, как и от последователей в лице «Заводного апельсина».

    Отличность Кубрика от остальных режиссеров это внимание к деталям. Стенли пока не соберет множество информации и не будет уверен в своих действиях, он не сделает этого. Огромное спасибо ему за это. Космические корабли, станции как снаружи, так и внутри выглядят очень реалистично, даже в наше время.

    Должное надо отдать хорошим спецэффектам, они скрашивают фильм. Если Хичкок 4 года назад мог удивить народ своими птицами, то тут определенно намечался фурор. Даже «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» по спецэффектам не идет с данным фильмом в сравнение, несмотря одинаковый бюджет и разницу в 9 лет. Поэтому Оскар, которого удостоился фильм за спецэффекты, я считаю заслуженным.

    Стенли Кубрик выбрал для фильма классическую музыку, подчеркивающую всю изящность и непостижимость вселенной. Эта музыка и почти полное отсутствие диалогов нагнетают атмосферу одиночества в космосе. Появляется чувство, что ты являешься лишь маленькой песчинкой в бесконечности.

    Фильм отличается оригинальным монтажом, показу черного экрана долгое время и даже с уходом на антракт. Таким образом создается эффект неспешности, подчеркивающий, что мы подчиняемся законом вселенной, ее неспешности.

    По сюжету недочетов нет, а концовку может толковать для себя каждый по-разному. Может ли робот чувствовать? Это хороший вопрос и он хорошо обыгран в фильме. Фильм задает много вопросов, а в ответ лишь новая порция вопросов. В целом фильм прекрасен, но не совершенен, как например тот же «Заводной апельсин».

    9 из 10

    2 июня 2012 | 21:57

    Фильм с первых минут вызвал отвращение. Необъяснимое вступление, где несколько минут просто темнота, сопровождающаяся ужасной и угнетающей музыкой. Такая же сцена на 25 минуте второго часа. Что за темнота? Зачем нам это показывать? В чем смысл данного кадра? А может оператор забыл снять защитный колпак с камеры и режиссеру это понравилось и он решил оставить, якобы драматизма придает, нагнетает обстановку, дает поразмыслить?

    Весь фильм сопровождает неуместная музыка. Многочисленные утомляющие сцены, затянутые до такой степени, что хочется уйти от экрана в туалет, не нажимая паузы. Такое ощущение, что в момент, когда нам показывают полет космической станции или корабля — эту долгоиграющую, потерявшую вкус жвачку, режиссер делает акцент на графику. Мол, тщательно посмотрите, как продуман этот корабль, какую совершенную графику мы создали, как я горд этим детищем. Не спорю, графика для тех времен изумительная, да и только. Ну, можно по достоинству еще оценить и композицию в кадре. Действительно, есть чему поучиться.

    Игры актеров почти нет, о ней судить не получится, но те подобия обезьян это ужас. Сюжет для тех времен актуальный, загадочный и интересный, а многим покажется, что и философский. Но есть в нем и недочеты. Например, компьютер управляет всем кораблем и модулями, но не владеет автоматическими дверями и не может отключить модуль героя? Ну, допустим всегда есть ручная альтернатива, хорошо. Но в сцене, где герой бегает по вертикально круговой дорожке что-то не то. Если гравитация отключена, это невозможно. Если подключена, все равно нельзя. Намудрили.

    Еще больше утомила сцена с отключением главного компьютера. Это его банальная и неправдоподобная мольба…

    А финальную сцену, где почти 10 минут сплошного гипноза, лучше вообще не смотреть на трезвую голову. До сих пор не понятна концовка.

    Необъяснимо, но факт — фильм считают шедевром, но я не знаю за что?

    В общем, фильм должен был держать в напряжении, но меня не покидало чувство раздражения и усталости.

    31 января 2014 | 03:30

    «Просмотрев творения ревизоров, я понял, что они уже сказали то, что я чувствую и думаю по поводу этого шедевра. Лучше, чем все они, я просто не смогу написать, так что все последующее сказанное будут их слова».

    Надо сказать, что подбирался к нему (фильму) я с опаской и трепетом. Считаю, что смотреть его необходимо только уже созревшему человеку, так как «неподготовленный» мозг может абсолютно ничего не понять, и прото-напросто загубить все впечатление от этой великой картины.

    Суть нельзя понять сразу же, так как в конце фильма вообще непонятно, что Кубрик хотел нам показать.

    Одиссея заканчивается на Юпитере, за пределом бесконечности. здесь на героя, а следовательно и на зрителя, движутся неимоверные Потоки, великие вибрации Времени. в Конце Пути наш герой не нашел, что искал. он искал жизнь вне Земли и с задачей не справился. зато он нашел Бога.

    Концовка фильма — это просто бесконечность (ведь и сама глава так гласит: «Beyond the Infinity»), которую так хочет познать сейчас человек.

    Все же, её (концовку фильма) каждый должен понять так, как он хочет, ведь Кубрик тоже дает нам шанс понять свои фильмы.

    Стальной, отточенный научный блеск, придает картине достоверности и глубины. Визуально, «Космическая одиссея» являет собой образец стиля и вкуса до сих пор. Поражает работа режиссера и оператора с макетами комических кораблей и фантастическим антуражем станций. Абсолютно идеальная картина, ни одного слабого места.

    Ленте снятой Кубриком сорок лет, за эти годы она осталась зрелищной и оригинальной, её визуальный ряд до сих пор является своеобразным эталоном для научно-фантастических картин.

    Фильм Кубрика ошарашивает. Он словно клубок чужих мыслей, который тебе еще предстоит распутать, разложить на отдельные нити, а затем связать их в стройные ряды. — Но это невозможно, потому что это не входило в задумку режиссера. — добавлю я от себя.

    Стальной, отточенный научный блеск, придает картине достоверности и глубины. Визуально, «Космическая одиссея» являет собой образец стиля и вкуса до сих пор. Поражает работа режиссера и оператора с макетами комических кораблей и фантастическим антуражем станций. Абсолютно идеальная картина, ни одного слабого места.

    Одним словом фильм-эксперимент, фильм-революция.

    то, что осмелился снять Стэнли Кубрик, нельзя назвать чем-то нормальным.

    Это кино из разряда «не для всех».

    Фильм оставляет вопросов намного больше, чем дает ответов. И это хорошо.

    Подобные шедевры помогают кино оставаться высоким искусством.

    Финал фильма совершенно сносит нормальное восприятие и уносит куда-то в философский космос.

    Кубрик — человек из другого измерения, это давно понятно.

    Этот фильм Гимн человечеству.

    здесь так мало диалогов, ведь для общения с собой не нужны слова, необходимо лишь спокойное течение мысли…

    Саундтрек просто великолепен, как выразился сам Кубрик: «Как бы ни был хорош современный композитор, ему никогда не достигнуть уровня Бетховена, Моцарта и Брамса».

    это психологически страшная фантастика…

    Кубрик наверное с богом поговорил перед съёмкой этого фильма, т. к. просто так от балды такое кино просто невозможно снять.

    Лучший и самый ужасающий взгляд на вечное и бесконечность. Очень холодно, но гениально.

    10 из 10

    4 октября 2008 | 02:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 374 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    саундтрек, 297 руб.
    саундтрек, 575 руб.
    саундтрек, 532 руб.
    подробнее

    Новости


    Вряд ли что-то сможет противостоять фильму «Интерстеллар» — возможно, наиболее амбициозному проекту Кристофера Нолана, автора хитов «Помни», «Престиж», «Начало» и трилогии о Темном рыцаре. В тени такого мастодонта попытается найти своего зрителя трагикомедия «Детка» с Хлоей Грейс Морец и Кирой Найтли(...)
     
    все новости

    Интервью


    Это фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где Люк выступил не только автором сценария, но и режиссером, а в этом ему практически нет равных. Такой проект появляется в жизни лишь несколько раз. Ну и как я мог отказаться от «Люси»? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    По случаю выхода в прокат «Города грехов 2» КиноПоиск вспоминает другие фильмы последних лет, которые могут похвастаться выдающимся визуальным рядом и интересными стилистическими решениями — от «Героя» и «Аватара» до «Пекла» и «Древа жизни». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Посмотрела в воскресенье всего три фильма, поскольку после «Бивня» нужно было время, чтобы переварить увиденное. Знакомимся подробнее с «Теорией всего», «Жертвуя пешкой» и хоррором с внезапной звездой. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    210.Гарри Поттер и узник АзкабанаHarry Potter and the Prisoner of Azkaban8.108
    211.Красота по-американскиAmerican Beauty8.108
    212.СтолкновениеCrash8.107
    213.Жестокий романс8.106
    214.Загадочная история Бенджамина БаттонаThe Curious Case of Benjamin Button8.103
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.НесломленныйUnbroken91.20%
    47.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.18%
    48.Седьмой сынSeventh Son91.04%
    49.Бегущий в лабиринте: Испытания огнёмMaze Runner: Scorch Trials90.99%
    50.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 590.81%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ДракулаDracula Untold70
    ВиртуозностьVirtuosity11
    Нерассказанная история Соединенных Штатов Оливера СтоунаThe Untold History of the United States2
    ТангоTango4
    Патруль времениPredestination1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.774
    ИнтерстелларInterstellar8.964
    День дурака4.792
    Город героевBig Hero 68.320
    С любовью, РозиLove, Rosie7.630
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    премьеры