всё о любом фильме:

Тропы славы

Paths of Glory
год
страна
слоган«Never has the screen thrust so deeply into the guts of war!»
режиссерСтэнли Кубрик
сценарийСтэнли Кубрик, Колдер Уиллингэм, Джим Томпсон, ...
продюсерДжеймс Б. Харрис, Кирк Дуглас, Стэнли Кубрик
операторГеорг Краузе
композиторДжералд Фрид
художникЛюдвиг Райбер, Ильзе Дюбуа
монтажЕва Кролл
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
$935 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время88 мин. / 01:28
Действие киноромана развертывается в 1916 году на Западном фронте. Полковник Дэкс командует пехотным полком французской армии. Уже два года союзники пытаются переломить ход войны с немцами. Начальник корпуса генерал Брулард приказывает дивизионному генералу Миро атаковать неприступную вражескую позицию, прозванную Муравьиным холмом.

Провал операции был очевиден изначально, но когда атака закончилась полной неудачей, генерал приказал судить и расстрелять за трусость троих человек. Полковник Дэкс тщетно пытался защитить солдат, выбранных произвольно. Они отдали свои жизни, чтобы прикрыть глупость и амбиции начальства…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
49 + 3 = 52
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам одноименного романа Хамфри Кобба.
    • В 1992 году фильм был внесён в Национальный реестр наиболее значимых фильмов в истории США.
    Трейлер 02:58

    файл добавилzintso

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 13 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Тропы славы резко изменил направление развития кинематографа. Если ранее «синема» служило орудием власть имущих — боссов различных корпорация, удовлетворяющих потребности публики в развлечении или же непосредственно политических деятелей, заказывающих тот или иной патриотический фильм для поднятия духа граждан, то после выхода на экране Троп Славы не осталось никаких сомнений в том, что теперь кинематограф — орудие свободы в борьбе против лжи и обмана. И первым человеком, вступившим в неравную схватку с опасным, коварным, жестоким и очень хитрым врагом был Стенли Кубрик.

    Тропы славы провозгласили совершенно новый метод повествования, привнеся в него реализм в самой крайней (порой доходящей до жестокости) степени. Зритель в один момент превратился из пассивного пожирателя предложенной информации — в активного участника событий, тем или иным образом, интегрированного в происходящее на экране. Фильмы в целом также претерпели трансформацию — из восклицательных знаков став вопросительными. Вмиг улетучились прежние идеалы, фантазии, мечты, правила, догмы и законы. Настали новые времена! Эпоха скептицизма, критики, сомнений, неуверенности… но также и борьбы, активных поисков правды и истины. И фильм «Тропы славы» знаменует собой ее начало.

    Собственно говоря, фильм не причисляется ни к одному известному жанру целиком. Он ничего не утверждает, ничего не воспевает и в общем-то (на мой взгляд) даже ничего и никого не критикует, а просто отражает парадокс и противоречие жизни — ужасное и смертельное для любого, случайно оказавшегося в нем. Хаос и ад кровавой бани первой мировой войны меркнут перед трусостью, лицемерием и жестокостью власть имущих. Людям, вернувшимся с полей брани, где они проливали кровь за отчество, придется увидеть истинное лицо представителей, руководителей и отцов этого самого отечества. И умереть в позоре и бесславии, в качестве трусов и предателей.

    Лучше всего, на мой взгляд, Кубрику удалось показать самое страшное, что только может быть — отсутствие рационального зерна и какой бы то ни было справедливости в происходящем. Возможно именно это, а вовсе не обнаженная фигура беспринципного и аморального руководства произвела столь сильное впечатление.

    Ведь в фильме все ужасно, иррационально и абсолютно бессмысленно: героизм, честь и отвага — пустые и бесплодные звуки, беспомощно тонущие в абсурдных приказах начальства; родина — не святая мать, а беспощадная мачеха, отрекающаяся от своих детей и выносящая им смертный приговор. Самый принцип жестокости и абсурда настолько глубоко проник во все окружающее пространство и в пустоту людских сердец, что перед ним пасует даже единственный положительный герой фильма в исполнении Кирка Дагласа. В прошлом он бы лихо и браво расправился с врагами при поддержке своих бесстрашных солдат, а после бы вкушал сладкие плоды победы. Но нынче он бессилен, раздавлен, повержен — не столько хаосом всеобщей бойни, сколько падением собственных идеалов справедливости и благоразумия…

    Беспроглядный мрак, заполонивший все, густая чернота бездны, на дне которой скрываются лишь чудовища. Есть ли возможность спасения и избавления в безбожном мире алчных, тщеславных, лицемерных и безумных монстров? Сквозь пелену черных туч небес Кубрика все же пробивается слабенький, трепещущий, тоненький луч света. И потому песня захваченной в плен немки, звучащая в конце фильма, завораживает всех гуляющих и веселящихся солдат. И в полной тишине, наступившей в зале, каждый из них понимает, что он, также как и эта несчастная женщина, является лишь очередной жертвой пустоты.

    23 октября 2013 | 16:22

    Зайдя в единственный в нашем городе более или менее полноценный магазин DVD, долго я искал, чтобы купить. Сначала думал: «Вот, «Ночи в стиле буги» Пола Томаса Андерсена, много слышал, надо взять.»

    Но в глаза попалась слишком яркая коробка фильма «Тропы славы». Стэнли Кубрик…

    В первую очередь, я удивился, какая четкая картинка для 1957-го. В техническом плане Кубрик всегда на вершине. Хотя, наверное, фильм отреставрирован на цифре. Но, тем не менее, кино смотрится легко, свежо, без физического напряжения.

    Во-вторых, Кирк Дуглас. По — моему, сыграл просто восхитительно. Хоть это единственный фильм с его участием, который я видел. Но все же, заметно, что это именно режиссер достиг такой игры своего актера, а Дуглас просто четко выполнил пожелания Маэстро.

    Да и вообще, актерская игра этой военной драмы удалась настолько, что современные маски абсолютно неживые, не все, конечно. Учитесь, молодые лицедеи.

    В-третьих, как верно было замечено, боевые сцены — блеск. Опять же техника Кубрика. Взрывы, стрельба, продвижение солдат, камера, звук.

    В-четвертых, тема. Извечная несправедливость армии, причем любой. Чины, не знающие жалости. Солдаты, идущие вперед ради Родины и страны. Но жизнь, единственная жизнь, в таких моментах — ничто, пустота. Человек всегда должен оставаться человеком, в любое, даже самое грозное время. В целом, конечно, это произведение искусства направлено против войны в любом ее проявлении.

    В-пятых. Стэнли Кубрик ставит личный вопрос. Мое мнение. Кем нам быть? Идеалистом? Все ли так просто? Великий режиссер понимает, что таким людям, как полковник Дакс, очень уж трудно не сколько в армии, сколько в жизни. И как же нам быть? На словах все просто, у каждого есть совесть, честь, чувство сострадания. Но все же, о ком мы думаем в первую очередь? О себе. Только. Таких как, полковник Дакс очень мало, единицы. Но все же они есть.

    Вывод. В моем коротком отзыве я хочу сказать, что Кубрик снял мощное антивоенное кино. Его первый фильм, где мы увидели, что это новый Мастер кинематографа. И такое кино можно, не боясь, смотреть в любые годы, в любое время. Потому как темы, затронутые здесь, никогда не исчезнут.

    9 из 10

    P.S. «Патриотизм — последнее прибежище негодяев». А вы с этим согласны?

    24 ноября 2009 | 22:49

    Англо-американский кинорежиссер Стэнли Кубрик всегда был заядлым пацифистом и бунтарем. Он никогда не боялся идти против существующей системы, выстраивая сценарии своих фильмов так, как ему казалось наиболее правильным, не обращая внимания на общественное мнение. Именно из-за этого его фильмы частенько не сразу были высоко оценены современниками, получая свои лучи славы лишь спустя какое-то время. В «Тропах славы» поднимаются не особо популярные для того времени достаточно щепетильные темы неоправданных жертв любой абстрактной войны. Фильм рассказывает про конкретные события первой мировой войны, но ситуация, описанная в фильме, могла произойти и скорее всего не раз происходила и на любой другой войне. Этим фильмом Кубрик начинает масштабное исследование человеческих характеров и инстинктов, которое продолжается на протяжении всей его дальнейшей карьеры.

    Практически невыполнимое задание по взятию укрепленных немецких рубежей, находящихся в намного более выгодной с точки зрения местности позиции, чем у французов, описано от лица всех военных чинов. Каждый человек видит преодоление этого рубежа по со своей точки зрения. Пока простые солдаты переживают о себе и своих семьях, генерал Миро с нескрываемым спокойствием рассуждает о предполагаемых потерях личного состава своего войска. В этом плане фильм напоминает творчество классических писателей «потерянного поколения» — Ремарка и Хемингуэя. Своих романами они также всецело склоняли людей на сторону благоразумия и человечности, заставляя на собственной шкуре ощутить те ужасы, к которым могут привести банальные необдуманные поступки.

    Масштабные эпические сцены сражений в «Тропах славы» отсутствуют. Акцент сделан вовсе не на противостоянии двух фронтов (немецкого и французского), а на внутреннем конфликте внутри одного из них (французского). Длительное фронтовое вступление сделано для того, чтобы сыграть на контрасте высших военных чинов и окопных солдат. Обычные рядовые, живущие, едящие и гибнущие в грязи, как свиньи, единственная цель которых — выжить, противопоставляются их начальству — штабным офицерам и генералам, спящих на бархатных простынях и устраивающих званые пиры во время всеобщего голода.

    Характеры героев можно назвать намеренно упрощенными. Кубрик словно хотел специально создать как можно более яркий контраст между очеловеченным добром и злом. Субъективных ситуаций, в которых нет правых и виноватых, в данном фильме практически нет. Черное и белое обведено тремя жирными линиями. Главный герой в исполнении Кирка Дугласа становится своеобразным зеркалом совести. Он готов пожертвовать всем, что у него есть, а именно — своей карьерой и жизнью, если это будет крайне необходимо. Простые солдаты для него — не просто числа в отчете жертв. Он не готов намеренно пожертвовать половиной жизней своего численного состава, лишь бы повесить себе на грудь очередной орден. Излишняя совестливость полковника Дакса в определенный момент может показаться слишком навязчивой. Собственно, как и беспрецедентная бескомпромиссность противопоставляемых ему персонажей — полковников, отправивших солдатов на верную смерть ради собственных чинов и орденов. Это, конечно, обеспечивает должный контраст, но излишняя гиперболизация характеров героев явно не идет этому фильму на пользу. Кубрик словно намеренно создает карикатурное произведение, некую очень едкую и очень тонкую пародию на абсолютно любой военный конфликт, приправ свое творение яростным призывом к пацифизму.

    9 из 10

    26 мая 2016 | 23:48

    Приступая к обзору признанного шедевра, который по какой-то причине оставил тебя равнодушным, всегда чувствуешь некую смутную неловкость. Ну вот же, дескать, всё есть: любезно собранные на сайтах вроде RottenTomatoes.com дифирамбы топ-критиков, вот он со сдержанным достоинством таращится на тебя из списков вроде «10 лучших фильмов о…» — чего ж тебе-то он не понравился, убогий? А ты бы, может, и рад аргументированно ответить, да не выходит — потому что и претензий-то особых у тебя нет; вот и остаётся только мямлить: «Да так… не зацепило».

    Сюжет фильма развивается во время Первой мировой войны, когда затянувшееся «окопное» противостояние Германии и Франции вынуждает последнюю собрать остатки сил чтобы попробовать занять ключевую высоту, оккупированную немцами. И вроде бы все понимают, что сделать это не удастся (в первую очередь — главный герой, полковник Дакс в исполнении Кирка Дугласа), но бесноватый карикатурный генерал Миро всё равно настаивает на проведении операции. А после закономерного провала устраивает расстрел трёх случайно выбранных солдат — за трусость.

    Справедливо ли, что рядовые солдаты расплачиваются за глупость и самонадеянность начальства? Любой ли приказ необходимо исполнять? И есть ли вообще какой-нибудь смысл в тех военных смертях — как на поле боя, так и у позорного столба? Примерно такими вопросами озадачивает кино зрителя.

    Примечательно, что книга, послужившая основой для фильма, в свою очередь имеет основанием действия реального французского генерала-самодура — неудивительно, что во Франции кино долгое время не показывали. Военная тема для французов после Второй мировой особенно болезненна — учитывая, что понятия «армия» и «Франция» чаще всего связываются в шутках вроде «Сколько французов понадобится для обороны Парижа? — Неизвестно, они не разу не пробовали!»

    Подытоживая: если вы интересуетесь историей кино, то посмотреть эту классическую ленту (и сформировать своё мнение о ней) вам нужно непременно. Всем же остальным рекомендовать её я, пожалуй, поостерегусь.

    6 из 10

    8 января 2013 | 10:48

    Считается, что патриотизм, на нет начал исходить только в конце ХХ века. «Тропы славы» открыто демонстрирует, что его ставили под сомнение полвека назад, описывая события, которым скоро исполниться сто лет. Сам же вопрос — является ли патриотизмом идти на верную смерть, во имя родины (читай в угоду высшим чинам), пусть остается решенным для каждого по своему — куда важнее проследить за теми, кто этим словом прикрывается из эгоизма, и за теми, кто это понятие откидывает из-за чести и справедливости.

    Кинокартина «Тропы славы» по своему настроению близка к произведениям созданными представителями «потерянного поколения». История, рассказанная в фильме, заглядывает за ширму «На западном фронте без перемен», за которой остались те, по вине которых шли умирать молодые солдаты, раздувает ключевой эпизод «Прощай, оружие», а именно бессмысленный военный суд над «трусами» и «дезертирами» который удалось избежать герою хемингуэевского романа, но который не удалось избежать героям фильма.

    Для многих мог быть обидным тот факт, что конфликт разгорается в армии французов, т. е. «хороших», а не в армии «плохих» немцев. Но в этом заключается сама особенность: неважно, защищаешься ты, или нападаешь, солдат все равно будет оставаться «ничтожеством». И эффект будет большим, если к солдату, как к ничтожеству будут относиться у тех, кто защищается. И в зависимости от характеров персонажей, разные и рычаги давления: какому-то генералу, для того, что бы погубить жизни тысяч достаточно возможности повышения, чтобы спровоцировать лейтенанта, нужно нажать на чувство гордости и обвинить в трусости не только его самого, но и его подчиненных.

    Абсурдность суда, граничит с судами в «Постороннем» Альбера Камю и «Процессом» Франца Кафки. Само действие, притянутое за уши, и его надутость, будет заметна даже маленькому ребенку. В конце, после неприятного осадка от приговора и его исполнения, все же начинает греть мысль, что не только невиновные были наказаны. Финальные кадры с поющей немкой, которая усмиряет галдящих ничтожеств, накладывает на их лица печать грусти и единства (скрепленного позывами возможной смерти) покажут лейтенанту, что его идеализм оправдывается, хоть и не самой приятной ценой.

    Говоря о самом фильме, как о фильме, нужно отдать должное Кирку Дугласу, который как две капли воды похож на своего сына. За блестяще сыгранную роль и за помощь в поиске финансирования. Для самого Кубрика, этот фильм стал решающим в карьере. Если «Убийство» помог подняться на одну ступеньку вверх, то «Тропы славы» задал стиль, который в дальнейшем формировался с выходом каждого нового фильма. От операторской работы, до проработки сценария.

    30 января 2012 | 01:52

    Первый «большой» фильм Стэнли Кубрика. Потому что если более ранний «Поцелуй убийцы» и очень крепкое в своем жанре «Убийство» были всего лишь хорошими заявками начинающего режиссера (о первых короткометражках и говорить не приходится), то после «Троп славы» Стэнли Кубрик стал серьезной величиной, с которой в кинематографичном мире уже начали считаться. По мере ознакомления с творчеством Кубрика все больше прихожу к уверенности о его гениальности. Это громкое слово, применить которое могу лишь к считанным режиссерам в истории кино XX столетия. Но известная формула, согласно которой успех это всего лишь 10 процентов таланта и 90 процентов труда. Так вот при, безусловном наличии первого условия от природы, за исполнение второго он брался с некой фанатичностью, достойной восхищения. Перфекционизм — наверное, ключевое слово, которым можно охарактеризовать все творчество этого уроженца Нью-Йорка.

    Тема войны всегда интересовала Кубрика, в этом легко убедится любому, хотя бы бегло знакомому с его творчеством: вьетнамская война — «Цельнометаллическая оболочка», Холодная война — «Доктор Стрейнджлав…», Первая мировая — «Тропы славы». Интересовала его и тема Второй мировой войны и, в частности, Холокоста (но после появления «Списка Шиндлера» Спилберга такая идея была отложена), и тема Наполеоновских войн (после провала схожего по тематике «Ватерлоо» студия не взялась за финансирование подобного проекта). На вопрос: почему Стэнли так интересовала военная тематика можно привести много ответов, но все сводится примерно к одному: люди, помещенные в столь экстремальные и граничные условия, склонны к проявлению подлинной природы людской сущности.

    «Тропы славы» — это краткое, но, пожалуй, самое емкое высказывание на тему Первой Мировой. Французско-германское противостояние вступило в «окопную» фазу, когда наибольшим успехом каждой стороны за несколько месяцев было продвижение на несколько сот метров. Под давлением прессы, а скорее под воздействием чьей-то политической прихоти решено взять считавшуюся до сегодня неприступную высоту. Уже и определены конкретные сроки, зарезервированы награды, отдающим приказы, даже подсчитаны проценты потерь. Дело за малым — сделать это. И никого-то ведь из придурков с большими звездами на погонах не интересует, что авантюра-то рискованная, в любом случае связанная огромными людскими потерями.

    Минимальное количество главных героев. Тут и Генерал N 1 «лицо со шрамом» у которого «идеей фикс» серьезная награда, а за ней… да, да слава. И тропинка к ней ой как близка, рукой подать — там за вражескими ограждениями да сотнями невинных жизней. Тут и Генерал N 2, повлиятельнее первого, может быть чуть менее прямолинеен, на первый взгляд большой добряк и либерал, но на поверку оказывающийся не меньшим поддонком, умело плетущим подковерные игры с вечной оглядкой на прессу да политиков. Тут и формальное заседание трибунала, что ведется по заранее заготовленными обвинительными лекалами — кто-то ведь должен ответить за дурость власть имущих — ничего ведь проще нет чем дернуть из каждой роты или взвода по одному козлу отпущения да возместить на них всю свою беспомощность. Все они рисованные грубыми, но яркими мазками Кубрика-художника.

    Другое дело второстепенные персонажи, даже массовка. Простые солдаты — грязные, необразованные, косноязычные, ругающиеся матом но, главное, живые и с желанием той самой жизни. Здесь один только взгляд рядового, наблюдающего из окопа за «поднимающим боевой дух» «начальника», говорит больше чем полчаса моральных нотаций на тему «война — это зло», которыми всегда находилось кому полечить честный люд. Никто не хочет умирать, ни от пули, ни от взрыва, ни от штыка — это свойство человека — инстинкт самосохранения. И приговоренного к казни в этом не переубедит ни добрый падре, ни пафосная речь о чести флага, ни самый идеально проведенный парад в честь твоей же смерти.

    Словно связующее звено между двумя такими разными мирами существует полковник Дэкс. Его бы рады принять в том высшем мире, прими он только их правила игры. Но пока у полковника есть хоть крупицы совести, а они у него, несомненно, есть, и, причем не крупицы, делать это он вряд ли станет. Потрясающая роль Кирка Дугласа, одного из лучших актеров своего поколения. Его пламенные речи, веские доводы, резонные вопросы то и дело направляющиеся в правильном направлении так и застревают где-то в вязкой оболочке из черствости, формальности, равнодушия и бесчеловечности окутавшей адресатов. И, тем не менее, полковник Дэкс — тот лучик надежды в жестком антивоенном высказывании 29-летнего мастера Кубрика.

    Ну и, конечно, никаких шансов зрителю не оставляет финальная сцена. Именно по таким сценам и их наличии можно судить о степени «великости» того или иного режиссера. В данном случае сомневаться не пришлось и секунды. Маэстро Стэнли попал в самую точку.

    Что же, вместо итогов лишь очередное «Браво!» в копилку Кубрика и осознание того, что на один просмотренный шедевр стало больше.

    4 февраля 2009 | 02:24

    Творчество Стенли Кубрика часто сравнивают с писателями-бунтарями, ведь самые видные его проекты, в той или иной мере, противопоставляют героев существующей системе. Конечно, незабвенный творец известен, в первую очередь, как режиссер, и его сценарному участию обычно уделяет меньшее значение. Вот и в «Тропах славы» поднимаются непопулярные щепетильные темы неоправданных жертв любых войн, временами нечеловеческие условия содержания солдат и случаи, когда человек, доведенный до черты, поступает по своему разумению, вместо слепого следования букве чужой воли. Сам герой Дугласа приводит довольно едкую цитату о патриотизме, словно подталкивая зрителя составить свое мнение о происходящем.

    Ждать военного эпика образца 1950-х не стоит — акцент сделан не на самой окопной борьбе Великой Войны (название Первой Мировой до 1940-х), получасовое вступление с фронта — скорее аперитив. Считаемое многими невыполнимым задание по взятию вражеских рубежей, описано со стороны простых солдат и офицеров, как людей, а не расходного материала для достижения стратегических побед. Чего стоит только, казалось бы, простая и не обременительная сцена, где генерал Миро с нескрываемым спокойствием и почти безразличием озвучивает предполагаемые потери личного состава батальона. В целом, фильм мне очень напомнил бессмертное творчество Ремарка, в частности антивоенные романы «Время жить и время умирать» и «На западном фронте без перемен». А выбор в сторону черно-белой палитры вызывает ассоциации со знаменитой экранизацией второго из них.

    Кубрик сосредотачивает внимание зрителей на самом процессе осмысления войны, как явлении. Главный герой в исполнении Кирка Дугласа выступает своеобразным зеркалом совести, будучи уважаемым офицером. Для него подчиненные — не просто числа в отчете жертв, но живые люди со своими проблемами и судьбами — идеалист. Можно придираться к излишней совестливости французского полковника Дакса, и в определенной мере вы будете правы. Он больше собирательный образ, но обеспечивает должный контраст между тем, что мы видим непосредственно в сценах, и что остается за кадром. Сценарий вмещает в себя военную, социальную и судебную драмы. Ни одна из составляющих не погружает с головой, но общее впечатление фильм оставляет положительное. Более того, «Тропы славы» не угнетают ваше настроение, что, уже после просмотра, позволяет трезво оценить увиденное.

    7,5 из 10

    9 сентября 2015 | 19:47

    Фильмов про Первую Мировую войну было снято очень мало. Гораздо меньше, чем про Вторую Мировую войну. В фильме, о котором я расскажу, события происходят во время Первой Мировой, но он мог быть снят в «декорациях» любой войны, потому что человечество всё ещё не избавлено от пороков.

    Генералы, сидя в богато обставленных кабинетах, говорят о ценности солдатской жизни, а на следующий день приказывают открыть огонь по своим. Ещё через день они торгуются жизнями людей. А поступок, совершённый единственным честным человеком среди офицеров, продиктованный его совестью и долгом, называют расчётливым способом занять генеральское кресло. Лицемерие считается за правду, правда — за лицемерие. А в это время люди умирают на своих рубежах, воюя с невидимым противника. Люди, думающие о чём угодно — о судьбе Франции, о жене и детях, о боевых товарищах, но только не об амбициях. «Рыба гниёт с головы», — гласит пословица, и к данной ленте она применима как нельзя лучше.

    Финал картины потрясающ. Песня девушки, захваченной со вражеской территории, заставляет грустно подпевать до того беззаботно веселящихся солдат. Кажется, они понимают, что нет никакого врага. Есть люди. И эта сцена заставляет поднять один из первоначальных вопросов этики: «И я — убийца брата моего?»

    10 из 10

    25 ноября 2010 | 19:58

    Во время войны все моральные принципы, которые обычно придают людям человечности, канут в небытие. Для рядовых солдат, обычно воюющих на передовой, каждый день считается последним. У высших чинов свои порядки и учитывая их звания, им редко случается побывать на самом поле боя. Чтобы достичь поставленной задачи, например завоевать вражескую точку на холме, военное начальство готово пожертвовать десятком тысяч своих подчиненных, которые готовы заплатить наивысшую цену во имя долга родине. Но некоторые принимаемые решения не всегда воплощаются в жизнь. И дабы не посрамить свои добрые имена, генералы и лейтенанты пытаются найти в этом виноватых, коими конечно же становятся обычные служащие. Проще ведь обвинить их в трусости, чем признать неразумность своего плана наступления и принять все последствия на себя.

    Именно о тщеславии и настоящей трусости в высших военных кругах, повествует этот замечательный фильм культового Стэнли Кубрика. Здесь нет присущих всем его дальнейшим работам вульгарности или провокации. Зато в «Тропах славы» очень открыто показывается вся низость некоторых людей, которые готовы пойти на все, лишь бы не испортить свой имидж. Для тогда еще относительно неизвестного режиссера, это можно было смело считать откровением, которое ранее никем не поднималось на поверхность. Кубрику удалось смастерить достаточно незамысловатый, но интригующий и увлекательный своим поступательным действием фильм, в котором сильная драматургия идет бок о бок с масштабными военными сценами. Эпизоду с осадой вражеской позиции мог бы смело позавидовать, например, Михалков, пытавшийся снять что-то похожее в заключительной части «Утомленных солнцем». А ведь разница между картинами составляет больше пятидесяти лет!

    Здорово удалось показать не только неумение высших чинов принимать последствия своих же ошибок, но и внутренние взаимоотношения в роте между обычными вояками. Они ничего не решают и их слова не будут приняты к рассмотрению. Поэтому им ничего не остается, как обсуждать между собою каким все-таки способом быстрее погибнуть на полях сражений: от шальной пули в лоб или все таки от вражеского штыка. От этих разговоров так и навевает тоской и безысходностью, которая преследует рядовых вояк при каждом их появлении в кадре. Особенно тронул момент с проверкой готовности солдат перед самым штурмом. Главный герой (по совместительству их полковник) идет по окопу сквозь стройные ряды своих воинов. Готовые вот-вот погибнуть, в глазах каждого из них нет ни доли того, что обычно генералы называют безутешной смелостью и храбростью. Их кровь в жилах стынет также, как и у любых других людей оказавшихся в их ситуации. Будь ими даже те самые массовики-затейники, которым вдруг очень захотелось отбить у врага столь важную стратегическую точку.

    Даже судебные обвинения против выбранных «козлов отпущения» вызывают не столько гнев на тех кто к этому причастен, сколько полное осознание неизбежности. Единственным кто действительно заслуживал уважения среди всех людей с высшим чином, так это полковник Дэкс, под чьим чутким руководством проходил штурм. Исполнивший его роль Кирк Дуглас был непоколебимо честен и справедлив. В любом другом фильме, этот образ считался бы слабым звеном в компании харизматичных соседей, отточено блистающих героизмом на фоне военных действий. Но по сравнению с напуганными и лживыми военачальниками, его героя выделяют именно эти два качества, делающих его одним из немногих достойных уважения. Дэкс не побоялся пойти против системы, даже ставя на кон столь важную для остальных карьеру.

    Какой бы кровопролитной и жестокой не была война, стоит всегда помнить, что вина за каждую потерянную человеческую жизнь на ней, кому-то точно принадлежит. И обидно, что часто этими виновниками являются твои союзники, выполняя приказы которых и получаешь вражескую пулю. Именно это Кубрик в своих «Тропах славы» и пытается донести до зрителя. Да, здесь не так много эпичных битв, но зато здесь мощные диалоги и крайне острая тематика, которая подчас встречается не только в армии. Крепкий фильм, никуда не спешащий и держащий планку в течении всей своей продолжительности. Все любители хорошего и качественного кино, «Тропы славы» должны обязательно посмотреть.

    8 из 10

    23 июля 2013 | 07:58

    Фильм о том, что для некоторых людей нет ничего святого, даже на войне. О том, как они идут по головам других для достижения своей цели.

    Уже несколько лет идет вона между Германией и Францией. Ни одна сторона не отступает, но и не продвигается вперед. Генерал получает приказ захватить стретегически важный обьект до послезавтра. Понимая, что это невыполнимо, он пытается возразить, справедливо утверждая, что это невозможно. Но достаточно лишь намека на продвижение по службе, чтобы он пересмотрел свое мнение.

    У его дивизии выбора нет, приказ есть приказ. Во главе с храбрым полковником, они делают смелую попытку. Вокруг все разрывается, с каждым шагом трупов все больше и больше. Неудивительно, что операция провалилась, солдаты бегут назад.

    Это не по душе генералу, ведь никак не способствует его продвижению. Он принимает решение приговорить трех человек к расстрелу, так сказать «наказать за трусость».

    Полковник, который когда-то был успешным адвокатом, пытается их спасти. Но серьезно воспринимает эту ситуацию только он. Для остальных это всего лишь скучная обязанность. Ведь перед ними рядовые солдаты.

    Об этом фильм. О том, как тяжело оставаться человеком в таких ситуациях, о том, как поступать, чтобы не было стыдно им быть. О том, что для некоторых убийство — оправданное средство, чтобы спасти свою репутацию. О начальниках-идиотах, глупые приказы которых нужно выполнять. О том, как трудно им противостоять, даже если на твоей стороне правда. Потому что все обьяняется одной фразой: «Так хочет генерал». А все остальное — неподчинение.

    Вот так вот люди продвигаются вперед, прикрываясь родиной и патриотизмом. Не зря главный герой говорит замечательную фразу: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев». Он честный, его не понимают. Глупый, ограниченный мозг, никогда не поймет, как человечность и сочувствие могут быть приоритетней чем выгода. «Вы меня разочаровываете. Проницательность вашего ума уступила сентиментальности. Вы хотели спасти людей и не метили на место Миро? Вы — идеалист.»

    Фильм хороший, его стоит посмотреть.

    9 из 10

    P.S.
     — Извинитесь, или будете арестованы!
     — Простите, что не был до конца с вами честен, что не высказал истинных своих чувств. Простите, что раньше не назвал вас дебилом и старым садистом. Идите к черту!

    27 апреля 2014 | 14:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>