всё о любом фильме:

Третий человек

The Third Man
Третий человек (The Third Man)
год
страна
слоган«HUNTED...By a thousand men! Haunted...By a lovely girl!»
режиссерКэрол Рид
сценарийГрэм Грин, Орсон Уэллс, Кэрол Рид, ...
продюсерКэрол Рид, Хью Персеваль, Александр Корда, ...
операторРоберт Краскер
композиторАнтон Кэррас
художникДарио Симони
монтажОсвальд Хафенрихтер
жанр фильм-нуар, триллер, детектив, ... слова
сборы в США
зрители
Великобритания  14 млн,    Франция  5.7 млн,    Испания  307.5 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время104 мин. / 01:44
Номинации (2):
Холли Мартинс, автор бульварных романов, в надежде получить работу приезжает в послевоенную Вену по приглашению старинного приятеля Гарри Лайма. Увы, буквально накануне тот погиб в результате несчастного случая.

По мнению полицейского Кэллоуэя, Лайм был темной личностью, рэкетиром и спекулянтом. Мартинс решает провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот не совершал.

Более того, Мартинс уверен, что его друг был убит, а его убийца где-то рядом…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
60 + 0 = 60
9.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В традиционном венском кинотеатре «Бургкино», что на Рингштрассе, фильм «Третий человек» до сих пор показывается три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям.
    • Актёры, носящие в фильме военную форму, на самом деле носили пёстро раскрашенные костюмы, чтобы как можно больше отличаться от настоящих военных. Разница сглаживалась чёрно-белой плёнкой.
    • Прототип Гарри Лайма в повести Грина - Ким Филби, в те годы всё ещё добропорядочный агент её Величества и руководитель Грэма Грина. Имя же самого Гарри Лайма - калька с имени Грэм Грин.
    • Съёмки в Вене происходили с 22 октября по 11 декабря 1948.
    • В американском прокате из фильма были вырезаны 11 минут, в том числе вступление, в котором рассказчик (Кэрол Рид) объяснял зрителям, что такое жизнь в оккупированном городе и каково зарабатывать на чёрном рынке. Этот фрагмент был восстановлен при издании DVD.
    • Уэллс имел выбор - получить фиксированную оплату за съёмки или процент от прибыли. Уэллс выбрал фиксированную оплату и крупно проиграл.
    • В оригинальном сценарии Грина повествование ведётся от имени британского полицейского (майор Кэллоуэй); фильм излагает те же события от имени Холли Мартенса.
    • Антон Кэррас, автор и исполнитель главной музыкальной темы, сыграл её на цитре.
    • В Вене в настоящее время существует несколько турагентств, предлагающих туристам экскурсии «По местам третьего человека». — Однако же их не следует путать с подразделением венского магистрата, отвечающего за канализационную систему города, слоганом которого также является «По следам третьего человека».
    • Несмотря на британское происхождение, «Третий человек» принадлежит к числу классических фильмов-нуар и даже признан Американским киноинститутом «одним из лучших американских детективов» в истории. Главный герой оказывается в роли частного детектива и в ходе проводимого расследования не только убеждается в относительности общепринятых мнений и нравственных ориентиров, но и сам оказывается в ситуации, когда он вынужден выбирать между чувством и долгом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Орсон Уэллс отказался сниматься в канализационном тоннеле. В сцене, где (якобы) герой Уэллса хватается руками за решетку канализации, снялся сам режиссёр, Кэрол Рид.
    • Во время съёмок фильма, кафе «Моцарт» — в котором должна была состояться встреча Мартэнса с бароном Курцом, — отказалось стать кулисой, опасаясь убытков, поэтому сцену встречи снимали на близлежащей площади, просто расставив там столы. В настоящее время кафе «Моцарт» активно рекламирует себя как одно из мест «Третьего человека».
    • еще 9 фактов
    Трейлер 02:25
    все трейлеры

    файл добавилPutnik777

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Место действия — послевоенная Вена, порушенная противостоянием фашистской Германии и союзников, в итоге оккупированная последними и поделенная на несколько частей, как Берлин. В город, по приглашению друга Гарри, прибывает средней руки, не очень успешный писатель Холли Мартинс (Джозеф Коттен), который надеется получить здесь какую-нибудь работу. Но вот беда — по приезду Холли узнает, что его товарищ попал под машину и погиб. На кладбище, во время церемонии погребения, Холли встречает несколько лиц, включая британского майора Кэллоувэя, который приглашает американца выпить и попутно советует не вмешиваться. С Холли эти разговоры не проходят, и он начинает общаться с людьми, которые имели дела с Гарри. Первоначально, несколько человек говорят одно и то же, но потом писатель встречает с консьержем отеля, где Гарри проживал и тот говорит, что видел, как тело с дороги убирали три человека. А все предыдущие опрошенные говорят что два. Обуреваемый сомнениями, Мартинс отправляет к бывшей девушке Гарри — Анне (Алида Валли), рассчитывая узнать от той что-нибудь. Вместе они хотят посетить консьержа ещё раз, потому что тот говорит в основном по немецки, Холли в нем не силен, а Анна — австрийка и может побыть переводчиком. К сожалению, с консьержем поговорить им так и не удастся. Сующий свой нос куда ни попадя Холли Мартинс перешел дорогу подельникам Гарри, которые меньше всего на свете желают, чтобы военная полиция в городе узнала, что тому помогли попасть под машину. Но вот что странно — все четверо подельников не только не прячутся, но вся троица ещё и остались на месте случившегося. Двое из них и вовсе были теми, кто оттащил тело с дороги. И если все, включая консьержа, видели что доктор подошел чуть позже, то кто тогда был этот самый третий человек, который помогал с телом первым двум?

    Классический сюжет о мистическом убийстве. В меру простой, в меру запутанный, то, что в наше время называется эталон жанра. В нем достаточно хитросплетений, чтобы он не был предсказуем и одновременно с этим он не утомляет безумным количеством подробностей, вроде полных предысторий для персонажей. Кстати о них — ещё одни образцы жанра, которые долго будут потом копироваться в разнообразные детективы подобного толка. Главный герой — пьющий, задиристый, немного инфантильный, страдает жаждой справедливости, ибо неудачник и это помогает ему чувствовать себя сильнее, чем он есть на самом деле (Мартинс). Девушка — непременно творческая профессия (здесь — актриса), мучается от одиночества, норовит поплакаться на жилетке у главного героя, тот ей импонирует, потому что она видит внутри него золотое сердце (Анна). Полицейский — хамовитый, циничный, делает вид, что ему всё равно, хотя это не так и каждый раз вызывается помочь главному герою при первой же возможности, т. к главный герой, постоянно влипая в передряги, напоминает ему о служебном долге (Кэллоувэй). Вообще, здесь все основные лица хорошо воспринимаются, как за счет крепкой актерской игры, так и потому что они все здесь прототипы, «предки» будущих типажей в кино. Как следствие, несмотря на свою фундаментальную стереотипность, никто не вызывает ни грамма раздражения.

    Впрочем, самым большим плюсом картины будет всё равно атмосфера. Стиль, которого придерживаются здесь, наверняка находится в книге «101 правило нуар-детектива» за номером два, сразу после силуэта героя в плаще и шляпе, которой под фонарем отбрасывает длинную тень на ночную улицу. Тут есть всё: задымленный бар, полицейский участок, кино и театр, интересное место встречи с ключевым персонажем (здесь это колесо обозрения), большие, просторные квартиры, где люди ведут диалоги, постоянно по ним перемещаясь, ну и, естественно, некое наводящее страху место, где происходит развязка. Приправим это послевоенной Веной, окрашенной в черно-белые тона, с её военными патрулями и подпольным рэкетом, связанным с перепродажей украденных из госпиталей медикаментов и получим атмосферу, которая много лет спустя не будет давать покоя десяткам режиссеров по всему миру.

    Минусов в фильме немного и все они в основном зависят от вас. Например? Во-первых, это — детектив и детектив старый. Следовательно, не стоит надеяться на множество, скажем так, активных моментов, потому что нынешним «экшеном» в те времена даже и не пахло. Упор тут сделан на диалоги и создание настроения, поэтому готовьтесь к тому, что по 10-15 минут нужно будет лицезреть, как люди говорят и больше ничего. За исключением неплохой погони по канализации, которая начнется ближе к концу, такая тенденция сохранится на протяжении всего сеанса. Во-вторых — кино вышло медленное. Кроме обозначенной выше фишки с разговорами, здесь решительно всё происходит достаточно неспешно. Да и те же разговоры будут если не сонные, то, хм, степенные. Про ругань и эмоциональные срывы забудьте сразу, потому что здесь балом правит напряженность. И последнее… я не знаю, на каком инструменте играют музыку в этом фильме, но он всего один и струнный. Мелодии, которые будут наигрывать на нем, все как одна на друг дружку похожи и вместе надоедают довольно быстро.

    Отбросив в сторону все эти рассуждения, можно смело заявить, что «Третий человек» — настоящая классика кинематографа, которую, к сожалению, именно по этой причине невозможно рекомендовать всем. Но если вам интересно узнать, откуда есть пошли детективы и сам стиль нуар, то вы не должны пропустить эту картину ни в коем случае.

    8 из 10

    28 мая 2014 | 12:16

    Удивительная вещь старое американское кино. Просматривая фильмы 40-х годов, невольно ловишь себя на мысли, что всё в фильме и даже сам фильм — сущая неправда. Странные вещи, непонятные фразы, нелепые поступки — всё это говорит о том, что на экране появляется чья-то иллюзия, а не когда-то существовавшая реальность. Эти чёрно-белые фильмы очаровывают и даже самые постыдные вещи в таком кино кажутся безумно романтичными.

    Послевоенная Вена, краткая предыстория событий, появляется главный герой. Впечатление будто создатели фильма рассказывают очень интересную историю, но, понимая, что рассказать обо всём просто нет времени резко переходят к основным событиям. Главный герой по прибытию в Вену, сталкивается с невероятной чередой происшествий, параллельно мы узнаём, что это за человек и кропотливо начинаем вникать в сюжет. Но постепенно, текущие, уже накалившиеся страсти стают малоинтересными, зритель начинает смаковать каждый кадр.

    Неужели более чем 50 лет назад люди так двигались и так выглядели? Все мужчины носили элегантные костюмы, а женщины ходили с идеальными причёсками? По ходу фильма, как никогда ты влюбляешься в стилистику времени, не остаётся места в душе на разгадывания тайн, а только любоваться всему, что происходит на экране. Даже такой факт, как линейная череда событий и что под конец фильма плохие резко не становятся хорошими, а хорошие плохими, не смущает зрителя, так как мы находимся в прекрасной Вене и как любопытные детишки подглядываем за происходящим, спрятавшись где-то в углу.

    Кроме блестящей картинки, как это не странно, радуешься отдельным сценам или даже коротким незначительным моментам. Главный герой мчится с небывалой скоростью по ночной Вене в старой машине, четыре солдата из Франции, США, ВБ и СССР задерживают девушку, маленький мальчик играет с мячиком или же ворчливая бабушка, укутанная в одеяло, что-то бормочет по-немецки. И таких вот мелких радостей в фильме десятки. Порой кажется, что весь фильм был затеян ради этих маленьких героев.

    «Третий человек» следует всем правилам кино. Герой случайно проходит мимо проектора, а позже, он смотрит слайды на нём, получая деньги, герой обязательно их все тратит, нет случайных персонажей, у каждого своя роль, и все справляются с ними безукоризненно.

    В итоге получается красиво снятая и интересно рассказанная история, где сложно выделить кого-то одного, где всё и все едины, создавая для зрителя новый мир на несколько часов. Таким должно быть кино для всех, качественной историей, где акцент ставится на Кино, а не на проблеме, актёре или же спецэффектах.

    Браво!

    20 февраля 2008 | 23:36

    О художественных и кинографических достоинствах фильма «Третий человек» уже сказано много. Хочу обратиться к его культурно-историческому значению: а не превратился ли он в музейный экспонат, в Вене ведь даже есть музей этому фильму посвященный. Да и в рецензиях уже есть намеки. Фильм снят и описывает события в Австрии более чем 60-летней давности, а сегодня он ещё актуален? Почему он стал культовым в Австрии, только ли из-за кино-достоинств? Хотелось бы думать, что не только из-за этого.

    Мне представляется, что главное значение этого фильма заключено в его направленности на анализ глубинных процессов катастрофической трансформации общественного и индивидуального сознания послевоенной Европы. Это связано с болезненным переходом (как это обозначено в заголовке) от доминирования социальных порядков на основе индивидуально-родовых устоев и жизни по неписанным, но всеми принимаемым как «само-собой-разумеющееся» нравственным понятиям, к жизни по «писаному» закону, к гражданскому обществу. При этом традиционные нравственные правила (предпочтения родственных отношений, дружбы и т. д.) не отбрасывались как устаревший хлам, нет, конечно. Человечество подобные трансформации уже неоднократно переживало и выходило из них в качественно новом состоянии (хотя и не всегда прогрессивном).

    В рассматриваемом случае традиционные устои сохраняют свою власть, но сужается их область действия, они отступают из области общественных отношений (в духе нуара — из области «света») в область «тени» — близкого для личности круга связей, чувств и переживаний отдельных людей. При этом человек оказывается перед необходимостью произвести переоценку значения кровнородственных, дружеских и других интимных связей с другими людьми и признать их в определенных социальных ситуациях вторичными, по сравнению с конкретными социально-гражданскими требованиями, условиями и отношениями.

    Именно в этом, на мой взгляд, заключено не уменьшающееся значение результатов творчества авторов фильма для Европейской культуры, в документировании этого тяжелейшего духовного кризиса. А теперь, обратимся к условиях современной России, — это опять становится проблемой катастрофической важности, когда особенно актуально сделать выбор: жить «по понятиям» или по закону (понимая, что законы пишут и контролируют подобные нам же депутаты и чиновники): для людей «во власти», для бизнеса в обществе, для индивида в качестве гражданина (и такое можно мыслить — не берут взятки там, где их не дают). Для нас может показаться низостью — доносить на друга-нарушителя (тем паче — на преступника), а для них, прошедших такую катастрофическую ломку — это святой долг. Для нас — как не порадеть «своему» человечку в конкретной ситуации (ведь это единственное исключение — ей богу, а в остальном, ко всем другим — ни-ни…).

    Фильм «Третий человек» с исключительной силой, как исторический документ запечатлел кризис и духовную трансформацию послевоенного европейского общества, которая, на мой взгляд, и делает нас (Россию и Европу) принципиально различными (но не только это). Сегодняшняя Европа — следствие не только этой трансформации, но также и многих других. Но уже этот перелом вел к снижению роли общинного (классически социального, традиционного), отходу его на второй план и старту процесса доминирования формально-правовых отношений, а следом за этим — господства (рискую даже так сказать) индивидуального в рамках формальных социальных правил. Сегодняшнее крайнее проявление такой линии развития мы видим. А об этом ли мы мечтали?

    Балы классике считаю ставить как-то.. ., да и надо ли? «Мадонна уже не нуждается, чтобы её любили».

    30 мая 2016 | 23:14

    Фильм Кэрола Рида. По жанру закрученный черно-белый триллер, или как чаще его именуют нуар. Фильм со своими типичными чертами: отсутствие абсолютно положительных персонажей, герои в шляпах, мрачная обстановка.

    И хотя основная сюжетная линия по современным меркам не так сложна, по мере развития она обрастает другими побочными историям, тем самым усложняется и становится более запутанной. Но фильм мог бы остаться обычной детективной историей, если бы не всякие идеи, заложенные, обсуждаемые и наводящие на размышления. Идеи преступления и наказания, предательства во имя правды, выбора между плохим и очень плохим, между разумом и совестью и чувствами и сердцем.

    И визуализация истории и идей не подкачала: игра светотени, ракурсы, разные визуальные детали и прочие, новаторские для своего времени, технические приемы. Любопытно и музыкальное сопровождение, исполненное с использованием инструмента цитра, разбавляет и придает оттенок веселого и слегка стебового довольно мрачному фильму. И нельзя пройти мимо актерских работ: Джозеф Коттен в роли писателя, переквалифицировавшегося по ходу действия в детектива, расследующего гибель друга, пошедшего на предательство ради справедливости. Алида Валли, театральная актриса, беженка, нашедшая помощь и любовь в незнакомом человеке, потому и не смогла в итоге пойти на предательство. Тревор Ховард, британский майор, способный пойти и применяющий все возможные средства для достижения цели. Но главная звезда фильма — Орсон Уэллс, можно сказать крадущий фильм, на всем протяжении которого ждешь его, потом он появляется и затмевает всех остальных. И персонаж его яркий и загадочный, эгоистичный и расчетливый, привлекательный преступник.

    Все в совокупности и делает из, казалось бы, простого детектива более глубокий фильм. Удивляющий и привлекающий внимание спустя полвека. Тут и различные мысли и идеи, и техническая сторона, как операторская, так и постановочная не подкачали, и музыкальное сопровождение как минимум любопытное. Ну и заметные актерские работы. В общем и целом, хорошее и достойное просмотра кино.

    8 из 10

    7 февраля 2011 | 17:38

    Лишний пример того как отдельно взятый фильм, искусственно превращается в классику. Мы вообще давно привыкли к тому что классическим, как правило называют англоязычное кино. Обычно используют термин «классика мирового кинематографа». Ко всем же остальным прикрепляют региональный ярлык: «классика французского», «итальянского» и прочего кино.

    Иногда достаточно снять занудное кино и по прошествии времени назвать его классикой. Все кто не согласны с этим: «ничего не понимают!». А остальные же прочитали «классика мирового кино» и чувствуют некую общность с прочими кто тоже увидели этот ярлык.

    Вот и получается, не столько у произведения достоинств, сколько восторженных отзывов на пустом месте.

    Фильм вышел ужасно скучным. Медленный, тягучий… В нем явно прослеживаются нотки антисоветской пропаганды. Злые русские и красная угроза) Операторская работа сюрпризов не преподносит. Она просто есть. Хотя стоит отметить кадр с силуэтом человека выходящего из клубов дыма (единственное запоминающееся место. красивая картинка).

    Орсон Уэлс тут только для мебели. Ощущение, что он просто решил подработать.

    Итог… не лучший представитель жанра. Просмотр рекомендован только для галочки. Посмотрел… нет… постарался досмотреть и забыл.

    6 февраля 2013 | 06:14

    В мрачную атмосферу Вены послевоенных лет вливается Холли Мартинс, американский писатель второсортных вестернов. Он прибыл по приглашению своего друга детства Гэрри Лайма, прельстившись на обещание легких денег. Без гроша в кармане Холли попадает в незнакомый ему огромный город, живущий своей бурной жизнью, раздираемый военно-полицейскими силами США, Франции, Англии и СССР. Каждая из держав преследует свои цели в Вене, поощряя, если это необходимо преступников и спекулянтов.

    Но Лайм мертв, возможно, убит и новоявленный детектив в лице Холли берется за дело, которое все еще интересует британских военных, по причине того, что Гэрри был замешан в крупных преступных махинациях. И дело его продолжает жить.

    Режиссер Кэрол Рид поставил классический детектив жанра нуар. Мрачная криминальная обстановка. Обилие сцен происходящих в ночное время. Герои предпочитающие носить шляпы, оставляющие лицо в тени и длинные плащи, под которыми не составит большого труда спрятать оружие. Общая динамика на высоком уровне, минимум статичных сцен, постоянное движение, поиск ответов, заставляющих решать все новые и новые вопросы. Небольшие дозы информации, противоречащие друг другу слова, слой за слоем открывающаяся действительность. И Вена. Холодный город с пустынными и плохо освещенными по ночам улицами. Он становится живым персонажем фильма. Именно город скрывает в своих недрах все тайны, проживающих в нем людей. И за некоторыми из них придется спускать под землю. Канализационные тоннели, с водными ручьями на дне, отражающими бликами неровный свет фонарей и факелов. Которые выхватывают из тьмы неровные каменные кладки и бесконечность запутанных коридоров.

    Основная сюжетная линия довольно проста, но обилие побочных историй запутывает и усложняет ее. В поисках истины герою не раз придется идти по ложному следу и выслушать уводящие в сторону слова от свидетелей и участников многочисленных преступлений. Грэм Грин, сценарист фильма, постарался как следует запутать малейший след, могущий раньше положенного момента выдать виновного. Многочисленные ключевые персонажи фильма ведут свою игру, имеют собственные интересы, главный из которых — сохранить свои тайны.

    Холли Мартинс — американский писатель, не добившийся большой известности и денег. Честный, открытый человек, он пытается раскрыть непростое дело, не имея особых навыков к этому. Благодаря своей напористости и везению он находит ниточки к раскрытию преступления, унесшего жизнь человека. Несмотря на то, что с Лаймом он не виделся уже порядочное количество лет, он по-прежнему испытывает к нему теплые чувства и потому не собирается отступать даже под угрозой собственному здоровью. Несчастье, приключившееся с Гэрри, еще усиливает его привязанность. Частично еще из-за того, он категорически отрицает причастность друга к серьезному преступлению, отнявшему немало жизней и еще большему количеству нанесшее серьезный ущерб здоровью. Чувство справедливости движет им, и он не остановится, пока не закончит полностью свое расследование.

    Джозеф Коттен достойно исполнил свою роль вдумчивого детектива-любителя. Впрочем, переход от друга ищущего правды к человеку, требующему даже от близкого человека высоких моральных принципов, удался ему не вполне. Сложно поверить, что человек, приехавший к другу издалека и жаждущий открыть тайну его смерти, так быстро сам начинает осуждать его. И помогает властям распутать клубок преступлений, чего покойный явно бы не одобрил. Отчасти тут дело в чувствах, появляющихся в отношении Анны. Ведь помощь властям он начал оказывать только ради ее благополучия, но актер не сумел полностью отразить те теплые чувства, что толкнули его на этот шаг.

    Анна Шмидт — беженка из Чехословакии, нашедшая приют в Вене и хорошего друга в Гэрри Лайме. Он помог ей с подделкой паспорта, благодаря чему, она смогла остаться в Австрии. Вспыхнувшая в девушке любовь и привязанность дает ей силы простить тому его преступления и в отличие от Мартинса она низачто не сможет ради торжества правосудия предать. И пусть в ней говорит уже не любовь к человеку, а чувство благодарности за оказанную помощь. Она готова к новым страданиям, только не быть пусть и косвенной виновницей наказания человеку, для которого она уже ничего не значит.

    Алида Валли сыграла театральную актрису, мало эмоционально внешне переживающие те бурные чувства, что скрывались у нее в душе. Возможно, именно такой она и видела свою героиню, но отразить любовь и всю преданность своего персонажа к Гэрри ей также удалось не до конца.

    Гэрри Лайм — циничный человек, ради наживы могущий обречь на смерть и мучения любое количество людей. Он не ищет себе оправданий, для его эгоистичной натуры на первом месте он сам. Люди, которых Гэрри называет друзьями, примостились недалеко от той обезличенной массы, которая для него ровным счетом ничего не значит. Он без тени сомнений совершает свои преступления, ведь жертвами его становятся по большей части люди, которых он никогда даже не увидит.

    Орсон Уэллс хорошо исполнил несложную роль загадочного Гэрри Лайма. В сценах со своим участием он затмил всех присутствующих за счет более выгодного очерченных качеств характера героя. Его персонаж более ярок, в сравнении с остальными и этим Орсон за небольшое экранное время воспользовался сполна. Его Лайм — расчетливый и жесткий человек, но в тоже весьма привлекательный герой. Не считающий свои преступления за таковые. Он занимается тем, чем умеет лучше всего.

    Коллуэй в исполнении Тревора Ховарда, британский майор, использующий все доступные средства для достижения своей цели. Без особых эмоций, спокойно и размеренно, как истинный англосакс Коллуэй убеждает в своей правоте и располагает е себе любого зрителя. Ховард — оптимальный выбор для роли майора.

    Помимо этих действующих лиц нужно отметить Пауля Хербиргера (консьерж), Эрнста Дьютча, Зигфрида Брюэра, Эриха Понто (колоритные друзья Гэрри Лайма) и Бернарда Ли (сержант Пэйн — помощник майора Коллуэя). Все они очень убедительно исполнили своих персонажей, создав прекрасный фон для главных актерских воплощений.

    Немаловажную роль в создании атмосферы сыграл и саундтрек. Основная музыкальная тема Антона Караса исполненная на цитре придала в определенных сценах необходимый нерв. И в целом подборка грамотно дополняла визуальный ряд.

    Но главные и самые громкие похвалы нужно оставить на долю главного оператора фильма — Роберта Краскера. Незаметная для глаза зрителя работа человека за камерой делает важнейшее — картинку очень привлекательной. Хорошие и четкие изображения улиц Вены, крупные планы лиц героев, точно выдержанное расстояние до цели и плавное движение, удерживающее эпицентр действия. Без всего этого, картина Кэрола Рида не была бы такой, какой ее узнали все любители нуар-фильмов.

    В целом, «Третий человек» — блестяще выдержанное в лучших традициях жанра детективное кино. Со временем получившее статус культового.

    16 ноября 2009 | 20:26

    8 лет после выхода «Гражданина Кейна»… Орсон уэллс и Джозеф Коттен вновь в одном фильме, НО Коттен здесь в главной роли, а Уэллс — приглашенная звезда. «Кейна» Уэллс мастерски закольцовывает «Rosebud» (пресловутым Розовым бутоном), а здесь, у Рида, сам выступает элементом каркаса сценария со своими похоронами N1-в начале фильма и N2 в финале

    Из мрачного «The Third Man» Грэма Грина (а ведь дело происходит в Вене сразу после окончания Второй мировой, уж можно было понагнетать) Рид и замечательный оператор Краскер (еще его «Тихий американец») соорудили настолько ироничный и филигранный нуар, что любо -дорого посмотреть. Эти дизайнерские титры (под цитру), эти смешные погони по тускло поблескивающей безлюдной брусчатке Вены, и роковой выстрел в героя Уэллса в канализационном коллекторе — его толстые пальцы, тянущиеся сквозь чугунную решетку(во многих источниках пишут, что это пальцы Рида, суеверный Уэллс отказался) А как Уэллс безобразничает, демонизируя своего героя, ведь это почти шарж на Питера Лорре в «М».

    Достоинства фильма многократно описаны (см. выше) Одно дополнение. У главной героини (28-летняя Алида Валли) есть квартирная хозяйка, венская старуха. Она произносит длиннющие темпераментные монологи на родном языке, на которые англоговорящие главные персонажи вежливо кивают. Тексты не переведены… это так славно, думайте что хотите и слушайте цитру.

    10 из 10

    26 февраля 2016 | 11:09

    Существует ли на свете правда и справедливость? И что будет, если их поиск ведет лишь к одному предсказуемому результату? Есть ли вещи, о которых лучше ничего не знать и двери, куда заходить совсем не стоит?

    Если «Гражданин Кейн» во всевозможных опросах практически неизменно занимает первое место в списке лучших американских фильмов за все время существование кинематографа, то «Третий человек» нередко оказывается на аналогичной позиции в Великобритании. Сценарий картины родился из одной единственной фразы: «Я попрощался с Гарри неделю назад, когда его гроб, опустили в замерзшую февральскую землю, и потому я не поверил сам себе, когда увидел, как он прошел мимо, не узнавая меня, среди толпы на Стрэнде».

    Автор приключенческих романов Холли Мартинс приезжает в послевоенную Вену по приглашению своего старого приятеля Гарри Лайма. Однако Гарри уже нет в живых, так как он недавно скончался в результате несчастного случая. Холли решает расследовать дело, чтобы доказать, что смерть Лайма не была простой случайностью. Его постоянно сбивают английские военные, намекающие на то, что Гарри был связан с преступным миром. А тут еще на горизонте появляется бывшая возлюбленная погибшего друга…

    С виду «Третий человек» — привычный нуар без особых изысков, всего лишь один из представителей своего вида. «Человек» на первый взгляд обладает всеми признаками жанра — хмурые люди, красивые женщины, преступление и расследование, уныние и разочарование, витающие в воздухе. Однако под красивой, но дешевой обложкой (а многие нуары основывались на бульварном чтиве) в глубине повествования скрывается драма о жизненном выборе, морали, справедливости и правде.

    «Третьему человеку» вообще свойственно прикидываться перед зрителем. Начинаясь под легкомысленные аккорды банджо и голос диктора, спокойно излагающего пролог истории, картина долгое время ведет себя как приличный нуар, последовательно раскрывая нехитрую историю. Ту, которую рассказывали уже сотни раз. Обычный человек, попадающий в странные и порой зловещие обстоятельства и вынужденный потом из них выбираться. В некоторых случаях расплачиваясь своей жизнью за излишнее любопытство. Однако Кэрол Рид чувство надвигающейся угрозы умело декорирует при помощи оператора больше с помощью антуража (в виде неясных расплывчатых теней или планами, снятыми максимально изогнутыми траекториями, словно подсмотренные из-за угла), нежели шлифует привычной для жанра музыкальной огранкой.

    Рид не склонен шаблонно драматизировать ситуацию, выкинув из истории многие архетипы и иконы нуара (оставив только немало сделавшего для жанра Уэллса, с загадочным взглядом, в характерных темном длинном пальто и шляпе). Унылого детектива, склонного отпускать мрачные шуточки и беспрестанно хлестать виски, заменяет персонаж, пьющий по минимуму. Главный антагонист, настоящий «доктор смерть» избавлен от привычного зловещего киношного черного ареала. Впрочем, лишив своих персонажей одних черт, создатели ленты широкими мазками наделили их взамен другими, отчего сама история приобрела совсем иной оттенок.

    Неразлучные друзья в жизни Орсон Уэллс и Джозеф Коттен, на экране после многих лет дружбы оказываются в противоположных лагерях. Причем, в этом противостоянии нет прямой вражды, а есть попытка каждого перетащить бывшего друга на свою сторону. Однако Рид непреклонен в своей аксиоме, что человеческие отношения в своей постоянности обречены на неудачу. Не зря, в историю вводятся воспоминания Мартинса о своем детстве с Гарри. Уже тогда Лайм резко отличался от своего друга, предпочитая вести рисковую и фартовую жизнь. Мартинс смог воспроизводить ее только в своих одноразовых романах. Поэтому столкнувшись через много лет два непохожих, с разными жизненными ориентирами человека, оттолкнулись друг от друга при попытке снова воссоединиться как в детстве.

    Снятая оператором Робертом Краскером полуразрушенная Вена, наполненная огромными черными тенями, напоминает собой потусторонний загробный мир (словно позаимствованный из немецкой ленты «М» Питера Лорре) с явным отпечатком экспрессионизма. Именно в нем сталкиваются две силы и только одной из них суждено выйти из игры победителем. Простодушный писатель Холли Мартинс символизирует собой все светлое, что должно быть в человеке — добро, мораль, справедливость, честность и борьбу за правду. Его друг с двадцатилетним стажем хитрый и пронырливый Гарри Лайм — наоборот, злое начало, лже-мораль, обман, несправедливость и свою правду, имеющую право на существование.

    «Третий человек» в определенный момент превращается в притчу, отчетливо выглядывающую сквозь строки дешевого приключенческого романа. Вопреки всему эта притча лишена моральных нравоучений и не дает прямых ответов на заданные вопросы. Одно известно точно — нельзя откапывать из-под груды вымыслов всю правду, ибо за этим стоит смерть. Все остальное покрыто мраком. Мартинс и Лайм. Благополучная Америка, оставшаяся по большому счету в стороне от войны и разрушенная практически до основания Европа. Развлекательное, неглубокое чтиво и серьезная проблематика произведений Джеймса Джойса. Этические нравственные решения и дьявольские, лишенные человечности поступки. В ключевой сцене картины — на колесе обозрения, когда все сравнения сходятся в одной точке и достигают накала, бывшие друзья вообще становятся фигурами чисто метафизическими. Воспарившие на короткий миг над миром, они, словно Фауст и Мефистофель ведут разговоры о добре и зле, рассуждают о ценности человеческой жизни и вершат судьбы тех, кто остался далеко внизу, в виде маленькой точки. Достигнув своей наивысшей точки кипения, хитрый «Человек» снова прячется в обличье развлекательного романа. Разговоры о морали, правде и правильных поступках сменяются классической жанровой игрой в «кошки-мышки» (которой любил побаловаться и сам Уэллс, будучи режиссером). Образы снова воплощаются в реальных людей, а жанр делает привычный ход конем, раздавая всем по заслугам и деяниям. Музыкальная шкатулка, под знакомую легкую и ненавязчивую мелодию закрывается.

    Находящегося посреди обилия жанровых представителей, потертого и потрепанного «Третьего человека» так и хочется украсить табличкой — «настоящая классика». И как бы это не звучало банально, других слов попросту не найти. Еще ни одному «покет-буку» не удавалось добиться подобного эффекта. Вы спросите, кто же все-таки такой пресловутый «третий человек», фигурирующий в названии картины? В картине на это есть ответ — вечно ускользающая правда. В более широком смысле — это сам зритель. Именно ему предстоит решать, предварительно изучив фильмографии Орсона Уэллса и Кэрола Рида и покопавшись в фактологии, кого стоит признать настоящим автором экранного воплощения сценария Грэма Грина. Какого из персонажей, Гарри Лайма или Холли Мартинса поддержать в его выборе. Или какую систему ценностей признать более верной для существования. Ведь там, где есть двое, всегда должен рано или поздно появиться третий.

    26 января 2010 | 02:22

    Плавающая элегантность в каждом кадре, тонкость, легкость, продуманность- это украшает ленту всеми способами, существующими в мировом кинематографе. Контрастами и противоположностями полна картина эта! Все в этом кино сложено из мельчайших кусочков, каждая деталь имеет значение. К тому же, с моей любовью к немецкому языку просмотр фильма становится еще более приятным.

    Кажется, только такие красивейшие женщины могли быть в ту эпоху! Мужчины в изящных строгих костюмах и котелках в светской беседе тревожны, табачный дым выел воздух. «Третий человек» — настоящий нуар прямиком из туманного Альбиона. Все ищут ложь, измену- это такая чуть намеченная интрига, и Вы в ее цепких руках, господа.

    Строгие, наполненные интересными деталями виды послевоенной австрийской столицы, различные ракурсы, свойственные стилю этих лет, некая ироничная напыщенность ситуаций и диалогов составляют покрытую дымкой картину, которую нам и приходится наблюдать. Сюжет вовсе не зауряден, но фильм сам по себе оказался немного затянутым. Свежие (вот тут-то и парадокс) планы спасают ситуацию, игра все-таки стоит свеч.

    6 из 10

    5 ноября 2012 | 03:48

    Кэрол Рид переносит типичный для изображения американских реалий послевоенного периода нуар на австрийскую землю. Выдерживая классическую игру теней и нервное напряжение до самого конца ленты он добавляет совершенно казалось бы неподходящие венские напевы. Героическому Тревору Ховарду он противопоставляет триумвират главных героев, которые оказываются на деле совсем не такими уж и симпатичными. Зато, все в конечном итоге срабатывает и кино смотрится так же эффектно, как каблучки постукивающие в такт по мощенным венским мостовым.

    А ведь начиналось все совсем банально — американский автор детективных романов приезжает в Вену и пытается распутать убийство своего друга о котором многие отзываются как о преступнике. Пытаясь вникнуть в загадку убийства наш герой влюбляется в девушку своего товарища. А вскоре и вопрос дружеской верности будет подвержен очень серьезной проверке.

    Именно благодаря тому, что в фильме каждый из трех главных персонажей оказывается человеком мягко говоря слабым и способным предать, прогнуться, испугаться, фильм приобретает качественно иное звучание. В конце концов, персонаж Джозеффа Коттена окажется вовсе не мужественным героем, а противоречивым парнишкой, который будет готов перечеркнуть все свои дружеские чувства ради женщины. Но можно ли его за это осуждать? Алида Валли так невероятно хороша. Но безупречна ли она в своих поступках? А персонаж Орсона Уэллса? Вспомните сцену на колесе обозрения. Не кажется ли Вам, что этот торопливый деляга несколько мгновений всерьез размышлял о том, чтобы попросту убить своего друга? Все хороши.

    Но на размышления особо времени нет. Кино получается зрелищным как за счет умело набранного высокого темпа повествования, так и благодаря операторским и постановочным изыскам. Небольшой наклон камеры, подчеркнутость движений героев в ключевых сценах (например, в канализации) — и готов один из самых незаурядных образцов нуара. Может быть и тривиально, но зато еще как смотрибельно.

    9 из 10

    5 июля 2014 | 09:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>