всё о любом фильме:

Третий человек

The Third Man
Третий человек (The Third Man)
год
страна
слоган«HUNTED...By a thousand men! Haunted...By a lovely girl!»
режиссерКэрол Рид
сценарийГрэм Грин, Орсон Уэллс, Кэрол Рид, ...
продюсерКэрол Рид, Хью Персеваль, Александр Корда, ...
операторРоберт Краскер
композиторАнтон Кэррас
художникДарио Симони
монтажОсвальд Хафенрихтер
жанр фильм-нуар, триллер, детектив, ... слова
сборы в США
зрители
Великобритания  14 млн,    Франция  5.7 млн,    Испания  307.5 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время104 мин. / 01:44
Номинации (2):
Холли Мартинс, автор бульварных романов, в надежде получить работу приезжает в послевоенную Вену по приглашению старинного приятеля Гарри Лайма. Увы, буквально накануне тот погиб в результате несчастного случая.

По мнению полицейского Кэллоуэя, Лайм был темной личностью, рэкетиром и спекулянтом. Мартинс решает провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот не совершал.

Более того, Мартинс уверен, что его друг был убит, а его убийца где-то рядом…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
60 + 0 = 60
9.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Прототип Гарри Лайма в повести Грина - Ким Филби, в те годы всё ещё добропорядочный агент её Величества и руководитель Грэма Грина. Имя же самого Гарри Лайма - калька с имени Грэм Грин.
    • В оригинальном сценарии Грина повествование ведётся от имени британского полицейского (майор Кэллоуэй); фильм излагает те же события от имени Холли Мартенса.
    • В американском прокате из фильма были вырезаны 11 минут, в том числе вступление, в котором рассказчик (Кэрол Рид) объяснял зрителям, что такое жизнь в оккупированном городе и каково зарабатывать на чёрном рынке. Этот фрагмент был восстановлен при издании DVD.
    • Съёмки в Вене происходили с 22 октября по 11 декабря 1948.
    • Уэллс имел выбор - получить фиксированную оплату за съёмки или процент от прибыли. Уэллс выбрал фиксированную оплату и крупно проиграл.
    • Антон Кэррас, автор и исполнитель главной музыкальной темы, сыграл её на цитре.
    • Актёры, носящие в фильме военную форму, на самом деле носили пёстро раскрашенные костюмы, чтобы как можно больше отличаться от настоящих военных. Разница сглаживалась чёрно-белой плёнкой.
    • В традиционном венском кинотеатре «Бургкино», что на Рингштрассе, фильм «Третий человек» до сих пор показывается три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям.
    • В Вене в настоящее время существует несколько турагентств, предлагающих туристам экскурсии «По местам третьего человека». — Однако же их не следует путать с подразделением венского магистрата, отвечающего за канализационную систему города, слоганом которого также является «По следам третьего человека».
    • Несмотря на британское происхождение, «Третий человек» принадлежит к числу классических фильмов-нуар и даже признан Американским киноинститутом «одним из лучших американских детективов» в истории. Главный герой оказывается в роли частного детектива и в ходе проводимого расследования не только убеждается в относительности общепринятых мнений и нравственных ориентиров, но и сам оказывается в ситуации, когда он вынужден выбирать между чувством и долгом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Орсон Уэллс отказался сниматься в канализационном тоннеле. В сцене, где (якобы) герой Уэллса хватается руками за решетку канализации, снялся сам режиссёр, Кэрол Рид.
    • Во время съёмок фильма, кафе «Моцарт» — в котором должна была состояться встреча Мартэнса с бароном Курцом, — отказалось стать кулисой, опасаясь убытков, поэтому сцену встречи снимали на близлежащей площади, просто расставив там столы. В настоящее время кафе «Моцарт» активно рекламирует себя как одно из мест «Третьего человека».
    • еще 9 фактов
    Трейлер 02:25
    все трейлеры

    файл добавилPutnik777

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    О художественных и кинографических достоинствах фильма «Третий человек» уже сказано много. Хочу обратиться к его культурно-историческому значению: а не превратился ли он в музейный экспонат, в Вене ведь даже есть музей этому фильму посвященный. Да и в рецензиях уже есть намеки. Фильм снят и описывает события в Австрии более чем 60-летней давности, а сегодня он ещё актуален? Почему он стал культовым в Австрии, только ли из-за кино-достоинств? Хотелось бы думать, что не только из-за этого.

    Мне представляется, что главное значение этого фильма заключено в его направленности на анализ глубинных процессов катастрофической трансформации общественного и индивидуального сознания послевоенной Европы. Это связано с болезненным переходом (как это обозначено в заголовке) от доминирования социальных порядков на основе индивидуально-родовых устоев и жизни по неписанным, но всеми принимаемым как «само-собой-разумеющееся» нравственным понятиям, к жизни по «писаному» закону, к гражданскому обществу. При этом традиционные нравственные правила (предпочтения родственных отношений, дружбы и т. д.) не отбрасывались как устаревший хлам, нет, конечно. Человечество подобные трансформации уже неоднократно переживало и выходило из них в качественно новом состоянии (хотя и не всегда прогрессивном).

    В рассматриваемом случае традиционные устои сохраняют свою власть, но сужается их область действия, они отступают из области общественных отношений (в духе нуара — из области «света») в область «тени» — близкого для личности круга связей, чувств и переживаний отдельных людей. При этом человек оказывается перед необходимостью произвести переоценку значения кровнородственных, дружеских и других интимных связей с другими людьми и признать их в определенных социальных ситуациях вторичными, по сравнению с конкретными социально-гражданскими требованиями, условиями и отношениями.

    Именно в этом, на мой взгляд, заключено не уменьшающееся значение результатов творчества авторов фильма для Европейской культуры, в документировании этого тяжелейшего духовного кризиса. А теперь, обратимся к условиях современной России, — это опять становится проблемой катастрофической важности, когда особенно актуально сделать выбор: жить «по понятиям» или по закону (понимая, что законы пишут и контролируют подобные нам же депутаты и чиновники): для людей «во власти», для бизнеса в обществе, для индивида в качестве гражданина (и такое можно мыслить — не берут взятки там, где их не дают). Для нас может показаться низостью — доносить на друга-нарушителя (тем паче — на преступника), а для них, прошедших такую катастрофическую ломку — это святой долг. Для нас — как не порадеть «своему» человечку в конкретной ситуации (ведь это единственное исключение — ей богу, а в остальном, ко всем другим — ни-ни…).

    Фильм «Третий человек» с исключительной силой, как исторический документ запечатлел кризис и духовную трансформацию послевоенного европейского общества, которая, на мой взгляд, и делает нас (Россию и Европу) принципиально различными (но не только это). Сегодняшняя Европа — следствие не только этой трансформации, но также и многих других. Но уже этот перелом вел к снижению роли общинного (классически социального, традиционного), отходу его на второй план и старту процесса доминирования формально-правовых отношений, а следом за этим — господства (рискую даже так сказать) индивидуального в рамках формальных социальных правил. Сегодняшнее крайнее проявление такой линии развития мы видим. А об этом ли мы мечтали?

    Балы классике считаю ставить как-то.. ., да и надо ли? «Мадонна уже не нуждается, чтобы её любили».

    30 мая 2016 | 23:14

    Лишний пример того как отдельно взятый фильм, искусственно превращается в классику. Мы вообще давно привыкли к тому что классическим, как правило называют англоязычное кино. Обычно используют термин «классика мирового кинематографа». Ко всем же остальным прикрепляют региональный ярлык: «классика французского», «итальянского» и прочего кино.

    Иногда достаточно снять занудное кино и по прошествии времени назвать его классикой. Все кто не согласны с этим: «ничего не понимают!». А остальные же прочитали «классика мирового кино» и чувствуют некую общность с прочими кто тоже увидели этот ярлык.

    Вот и получается, не столько у произведения достоинств, сколько восторженных отзывов на пустом месте.

    Фильм вышел ужасно скучным. Медленный, тягучий… В нем явно прослеживаются нотки антисоветской пропаганды. Злые русские и красная угроза) Операторская работа сюрпризов не преподносит. Она просто есть. Хотя стоит отметить кадр с силуэтом человека выходящего из клубов дыма (единственное запоминающееся место. красивая картинка).

    Орсон Уэлс тут только для мебели. Ощущение, что он просто решил подработать.

    Итог… не лучший представитель жанра. Просмотр рекомендован только для галочки. Посмотрел… нет… постарался досмотреть и забыл.

    6 февраля 2013 | 06:14

    Плавающая элегантность в каждом кадре, тонкость, легкость, продуманность- это украшает ленту всеми способами, существующими в мировом кинематографе. Контрастами и противоположностями полна картина эта! Все в этом кино сложено из мельчайших кусочков, каждая деталь имеет значение. К тому же, с моей любовью к немецкому языку просмотр фильма становится еще более приятным.

    Кажется, только такие красивейшие женщины могли быть в ту эпоху! Мужчины в изящных строгих костюмах и котелках в светской беседе тревожны, табачный дым выел воздух. «Третий человек» — настоящий нуар прямиком из туманного Альбиона. Все ищут ложь, измену- это такая чуть намеченная интрига, и Вы в ее цепких руках, господа.

    Строгие, наполненные интересными деталями виды послевоенной австрийской столицы, различные ракурсы, свойственные стилю этих лет, некая ироничная напыщенность ситуаций и диалогов составляют покрытую дымкой картину, которую нам и приходится наблюдать. Сюжет вовсе не зауряден, но фильм сам по себе оказался немного затянутым. Свежие (вот тут-то и парадокс) планы спасают ситуацию, игра все-таки стоит свеч.

    6 из 10

    5 ноября 2012 | 03:48

    Существует ли на свете правда и справедливость? И что будет, если их поиск ведет лишь к одному предсказуемому результату? Есть ли вещи, о которых лучше ничего не знать и двери, куда заходить совсем не стоит?

    Если «Гражданин Кейн» во всевозможных опросах практически неизменно занимает первое место в списке лучших американских фильмов за все время существование кинематографа, то «Третий человек» нередко оказывается на аналогичной позиции в Великобритании. Сценарий картины родился из одной единственной фразы: «Я попрощался с Гарри неделю назад, когда его гроб, опустили в замерзшую февральскую землю, и потому я не поверил сам себе, когда увидел, как он прошел мимо, не узнавая меня, среди толпы на Стрэнде».

    Автор приключенческих романов Холли Мартинс приезжает в послевоенную Вену по приглашению своего старого приятеля Гарри Лайма. Однако Гарри уже нет в живых, так как он недавно скончался в результате несчастного случая. Холли решает расследовать дело, чтобы доказать, что смерть Лайма не была простой случайностью. Его постоянно сбивают английские военные, намекающие на то, что Гарри был связан с преступным миром. А тут еще на горизонте появляется бывшая возлюбленная погибшего друга…

    С виду «Третий человек» — привычный нуар без особых изысков, всего лишь один из представителей своего вида. «Человек» на первый взгляд обладает всеми признаками жанра — хмурые люди, красивые женщины, преступление и расследование, уныние и разочарование, витающие в воздухе. Однако под красивой, но дешевой обложкой (а многие нуары основывались на бульварном чтиве) в глубине повествования скрывается драма о жизненном выборе, морали, справедливости и правде.

    «Третьему человеку» вообще свойственно прикидываться перед зрителем. Начинаясь под легкомысленные аккорды банджо и голос диктора, спокойно излагающего пролог истории, картина долгое время ведет себя как приличный нуар, последовательно раскрывая нехитрую историю. Ту, которую рассказывали уже сотни раз. Обычный человек, попадающий в странные и порой зловещие обстоятельства и вынужденный потом из них выбираться. В некоторых случаях расплачиваясь своей жизнью за излишнее любопытство. Однако Кэрол Рид чувство надвигающейся угрозы умело декорирует при помощи оператора больше с помощью антуража (в виде неясных расплывчатых теней или планами, снятыми максимально изогнутыми траекториями, словно подсмотренные из-за угла), нежели шлифует привычной для жанра музыкальной огранкой.

    Рид не склонен шаблонно драматизировать ситуацию, выкинув из истории многие архетипы и иконы нуара (оставив только немало сделавшего для жанра Уэллса, с загадочным взглядом, в характерных темном длинном пальто и шляпе). Унылого детектива, склонного отпускать мрачные шуточки и беспрестанно хлестать виски, заменяет персонаж, пьющий по минимуму. Главный антагонист, настоящий «доктор смерть» избавлен от привычного зловещего киношного черного ареала. Впрочем, лишив своих персонажей одних черт, создатели ленты широкими мазками наделили их взамен другими, отчего сама история приобрела совсем иной оттенок.

    Неразлучные друзья в жизни Орсон Уэллс и Джозеф Коттен, на экране после многих лет дружбы оказываются в противоположных лагерях. Причем, в этом противостоянии нет прямой вражды, а есть попытка каждого перетащить бывшего друга на свою сторону. Однако Рид непреклонен в своей аксиоме, что человеческие отношения в своей постоянности обречены на неудачу. Не зря, в историю вводятся воспоминания Мартинса о своем детстве с Гарри. Уже тогда Лайм резко отличался от своего друга, предпочитая вести рисковую и фартовую жизнь. Мартинс смог воспроизводить ее только в своих одноразовых романах. Поэтому столкнувшись через много лет два непохожих, с разными жизненными ориентирами человека, оттолкнулись друг от друга при попытке снова воссоединиться как в детстве.

    Снятая оператором Робертом Краскером полуразрушенная Вена, наполненная огромными черными тенями, напоминает собой потусторонний загробный мир (словно позаимствованный из немецкой ленты «М» Питера Лорре) с явным отпечатком экспрессионизма. Именно в нем сталкиваются две силы и только одной из них суждено выйти из игры победителем. Простодушный писатель Холли Мартинс символизирует собой все светлое, что должно быть в человеке — добро, мораль, справедливость, честность и борьбу за правду. Его друг с двадцатилетним стажем хитрый и пронырливый Гарри Лайм — наоборот, злое начало, лже-мораль, обман, несправедливость и свою правду, имеющую право на существование.

    «Третий человек» в определенный момент превращается в притчу, отчетливо выглядывающую сквозь строки дешевого приключенческого романа. Вопреки всему эта притча лишена моральных нравоучений и не дает прямых ответов на заданные вопросы. Одно известно точно — нельзя откапывать из-под груды вымыслов всю правду, ибо за этим стоит смерть. Все остальное покрыто мраком. Мартинс и Лайм. Благополучная Америка, оставшаяся по большому счету в стороне от войны и разрушенная практически до основания Европа. Развлекательное, неглубокое чтиво и серьезная проблематика произведений Джеймса Джойса. Этические нравственные решения и дьявольские, лишенные человечности поступки. В ключевой сцене картины — на колесе обозрения, когда все сравнения сходятся в одной точке и достигают накала, бывшие друзья вообще становятся фигурами чисто метафизическими. Воспарившие на короткий миг над миром, они, словно Фауст и Мефистофель ведут разговоры о добре и зле, рассуждают о ценности человеческой жизни и вершат судьбы тех, кто остался далеко внизу, в виде маленькой точки. Достигнув своей наивысшей точки кипения, хитрый «Человек» снова прячется в обличье развлекательного романа. Разговоры о морали, правде и правильных поступках сменяются классической жанровой игрой в «кошки-мышки» (которой любил побаловаться и сам Уэллс, будучи режиссером). Образы снова воплощаются в реальных людей, а жанр делает привычный ход конем, раздавая всем по заслугам и деяниям. Музыкальная шкатулка, под знакомую легкую и ненавязчивую мелодию закрывается.

    Находящегося посреди обилия жанровых представителей, потертого и потрепанного «Третьего человека» так и хочется украсить табличкой — «настоящая классика». И как бы это не звучало банально, других слов попросту не найти. Еще ни одному «покет-буку» не удавалось добиться подобного эффекта. Вы спросите, кто же все-таки такой пресловутый «третий человек», фигурирующий в названии картины? В картине на это есть ответ — вечно ускользающая правда. В более широком смысле — это сам зритель. Именно ему предстоит решать, предварительно изучив фильмографии Орсона Уэллса и Кэрола Рида и покопавшись в фактологии, кого стоит признать настоящим автором экранного воплощения сценария Грэма Грина. Какого из персонажей, Гарри Лайма или Холли Мартинса поддержать в его выборе. Или какую систему ценностей признать более верной для существования. Ведь там, где есть двое, всегда должен рано или поздно появиться третий.

    26 января 2010 | 02:22

    Третий человек — загадочная персона, которой вроде бы и нет в показаниях «свидетелей» преступления, но словно призрак, появляется в описаниях побаивающихся обывателей. И казалось бы, что изменится от того, два или три человека перенесли тело погибшего через дорогу. Впрочем, когда настоящих свидетелей не остается, а оставшиеся «свидетели» скорее всего преступники, личность таинственного третьего человека обещает открыть все тайны в деле невинно убиенного Гарри Лайма. И конечно же таинственный субъект, остающаяся в тени две трети фильма обязательно будет Орсоном Уэллсом, который будучи заявлен в титрах едва ли не в главной роли совершенно отказывается попадаться на глаза зрителям все те же две трети фильма.

    Эта картина, определенно, самый большой успех режиссера Кэрола Рида, и ради достойного места в истории кинематографа он мог бы снять всего лишь один этот фильм. К сожалению, восхитительный «Выбывший из игры» сильно подзабыт, «Поверженный идол» совершенно не масштабен своим посылом, а «Оливер!» просто потерялся среди других похожих классных фильмов. «Третий человек» же — это место в истории, это лидирующие строчки в рейтингах критиков»… за все время» и икона слишком кратковременного и непровозглашенного направления в кино под названием классический нуар.

    Послевоенная Вена в фильме олицетворяет царящий в обществе упадок: рядом с шедеврами архитектуры процветает нелегальная торговля, люди бедны и озабочены поиском средств для выживания. Некоторые даже пенициллин у шарлатанов покупают. И кто-то на колесе обозрения обязательно объяснит вам, что люди внизу — это просто точки и не нужно принимать близко к сердцу, что этих точек может стать чуть меньше, потому что войны и прочие геноциды это на самом-то деле хорошо, ведь Возрождение, Да Винчи и все такое… А самое главное, что человек, рассказывающий это вполне себе верит в бога и будет готов землю грызть ради спасения, когда его самого превратят в исчезающую точку.

    И гениально прежде всего то, что все происходящее здесь носит шарм грамотно обыгранной простоты. Любовная линия — пометка в сюжете «как у всех», детективная линия — великолепно обыгранный штамп, протагонист и антагонист — две банальные философий: фольклорная честность и житейское приспособленчество. И Кэрол Рид не будет сентиментально вставать на чью-то сторону он лишь покажет зрителю борьбу дурака с подонком. Даже музыка цитры порой будто бы специально напоминает аккомпанемент дешевого детективного сериала. Зато все вместе это образует потрясающее полотно надолго западающее в память прежде всего деталями — яркими фразами, выразительными сценками и второстепенными персонажами, акцентируя внимание на основной истории и возводя ее персон в культ. Возможно, потому американские киноакадемики и отметили в итоге лишь оператора Роберта Краскера, посчитав многие сюжетные ходы слишком искусственными, но все-таки очень красивыми.

    И уж если принять фильм за мелодраму, то третьим человеком окажется лишь главный герой, потому что писатель из него довольно паршивый, детектив слишком предвзятый, друг тоже так себе, да и не любит его никто — классический третий лишний. Весь фильм всем мешает только, не даром что американец. Поэтому и выход из сложившейся ситуации только один — насупиться как Джон Уэйн в «Искателях», развернуться и пойти прочь: мрачно, одиноко, но с большой гордостью за свои правильные поступки!

    30 марта 2015 | 17:50

    8 лет после выхода «Гражданина Кейна»… Орсон уэллс и Джозеф Коттен вновь в одном фильме, НО Коттен здесь в главной роли, а Уэллс — приглашенная звезда. «Кейна» Уэллс мастерски закольцовывает «Rosebud» (пресловутым Розовым бутоном), а здесь, у Рида, сам выступает элементом каркаса сценария со своими похоронами N1-в начале фильма и N2 в финале

    Из мрачного «The Third Man» Грэма Грина (а ведь дело происходит в Вене сразу после окончания Второй мировой, уж можно было понагнетать) Рид и замечательный оператор Краскер (еще его «Тихий американец») соорудили настолько ироничный и филигранный нуар, что любо -дорого посмотреть. Эти дизайнерские титры (под цитру), эти смешные погони по тускло поблескивающей безлюдной брусчатке Вены, и роковой выстрел в героя Уэллса в канализационном коллекторе — его толстые пальцы, тянущиеся сквозь чугунную решетку(во многих источниках пишут, что это пальцы Рида, суеверный Уэллс отказался) А как Уэллс безобразничает, демонизируя своего героя, ведь это почти шарж на Питера Лорре в «М».

    Достоинства фильма многократно описаны (см. выше) Одно дополнение. У главной героини (28-летняя Алида Валли) есть квартирная хозяйка, венская старуха. Она произносит длиннющие темпераментные монологи на родном языке, на которые англоговорящие главные персонажи вежливо кивают. Тексты не переведены… это так славно, думайте что хотите и слушайте цитру.

    10 из 10

    26 февраля 2016 | 11:09

    В город приезжает человек и узнает, что друг его детства, к которому он и приехал, убит. Он пытается выяснить, что произошло, но чем больше узнает, тем больше ничего не понимает. Хотя это нуар, и честно, говоря, невероятно нудный. В фильме мне очень понравились актеры, Коттен — очень хорош, а Уэллс и вовсе не подражаем. Не знаю на счет его самой лучшей роли в кино, но здесь он отыгрался просто шикарно, про «Гражданина Кейна» вообще молчу.

    А вот сама история меня не впечатлила совершенно. С первых же минут я не понимала, зачем Холли лезет во все это, зная, что в городе жесткий контроль со стороны государства (а вернее государств) и зная, то, что Гарри был преступником. К концу все более менее встает на свои места, концовка и вовсе шикарна.

    Вот вспоминаю «Газовый свет» — он тоже развивался не спеша, и сюжет в чем-то схож, но его было куда интереснее смотреть, чем «Третьего человека». Может это и есть та самая хваленая классика, может это и есть шедевр — но только не для меня…

    5 из 10

    8 мая 2009 | 13:03

    Для всех детективов существует определённые шаблоны, редко сценаристы придумывают что-то новое. Вероятнее всего «Третий человек» стал тем самым шаблоном для большинства современных детективов, как «Ромео и Джульетта» для романтических мелодрам. Сюжетные повороты могут шокировать только тех кто не смотрит телевизор.

    Фильм стал классикой не только за сюжет, и потрясающую игру актёров, есть ещё смысл. Слова мудреца процитированные героем Уэлса заставляют призадуматься, может зло и правда лучше добра. Разумеется это главный смысл фильма. Финал более или менее не предсказуем, и следить за развитием событий очень интересно.

    Это всего лишь экранизация, так что не надейтесь увидеть второго «Гражданина Кейна», его не существует, зато есть отличный детектив.

    9 из 10

    29 апреля 2010 | 22:09

    Авторская тема Рида, объединяющая все его работы — проблема человека, оказавшегося «посередине», вынужденного сделать выбор, который зачастую сливает в себе нравственное и политическое, — отчетливо звучит и в «Третьем человеке». Картина демонстрирует истинно английское качество в любом аспекте, начиная с игры интернациональной актёрской команды и заканчивая написанным специально для фильма роскошным «саундтреком», исполняемом на цитре. Беззаботная добродушная музыка придаёт вполне тревожным событиям, которым она аккомпанирует, очаровательный оттенок, она будто просит не принимать все всерьез, — и эта нота в симфонии данного английского нуара особенно примечательна, нуар американский, морализирующий, торжественный и порой брутальный, такими игривыми полутонами похвастаться не может. Они задают третий смысл, — вот он, Ролан Барт со своей концепцией «фильмического». Пошатнувшийся мир кренится в сторону вместе с камерой, и цитра будто пытается восполнить нанесённый ему ущерб, смутно намекая на то, что иногда стоит позволить себе отнестись к жизни чуть играючи. Порой кажется, что музыкальный тон немного посмеивается над главным героем, который так поздно заметил, что мир вокруг него косой, сдвинутый. Поразительность операторской работы отнюдь не исчерпывается концепцией «пошатнувшегося мира»: Рид помещает камеру вместе со зрителем то в могилу, то в детскую кроватку, часто заставляет выглядывать из-за нависающих домов и статуй. Статуи вообще оказываются характерным лейтмотивом картины. При помощи особых освещения и ракурса съемки (камера, как правило, смотрит на них снизу вверх и под углом, как уже было сказано выше), а также крупных планов они являют себя в совсем непривычном виде, выводя зрителя из зоны комфорта, выступая то ли угрюмыми, то ли ироничными (опять-таки благодаря музыкальному сопровождению) свидетелями происходящего, а не объектами для любования.

    Несмотря на свою принадлежность к не совсем-то высокому криминальному жанру, фильм создаёт впечатление ёмкого по содержанию и отточенного по форме качественного образца кинематографического искусства, а сюжет отходит на второй план, сводя к минимуму характерное горькое «послевкусие», зачастую завещаемое историями о преступлениях и преступниках.

    10 из 10

    26 ноября 2013 | 04:46

    Кэрол Рид переносит типичный для изображения американских реалий послевоенного периода нуар на австрийскую землю. Выдерживая классическую игру теней и нервное напряжение до самого конца ленты он добавляет совершенно казалось бы неподходящие венские напевы. Героическому Тревору Ховарду он противопоставляет триумвират главных героев, которые оказываются на деле совсем не такими уж и симпатичными. Зато, все в конечном итоге срабатывает и кино смотрится так же эффектно, как каблучки постукивающие в такт по мощенным венским мостовым.

    А ведь начиналось все совсем банально — американский автор детективных романов приезжает в Вену и пытается распутать убийство своего друга о котором многие отзываются как о преступнике. Пытаясь вникнуть в загадку убийства наш герой влюбляется в девушку своего товарища. А вскоре и вопрос дружеской верности будет подвержен очень серьезной проверке.

    Именно благодаря тому, что в фильме каждый из трех главных персонажей оказывается человеком мягко говоря слабым и способным предать, прогнуться, испугаться, фильм приобретает качественно иное звучание. В конце концов, персонаж Джозеффа Коттена окажется вовсе не мужественным героем, а противоречивым парнишкой, который будет готов перечеркнуть все свои дружеские чувства ради женщины. Но можно ли его за это осуждать? Алида Валли так невероятно хороша. Но безупречна ли она в своих поступках? А персонаж Орсона Уэллса? Вспомните сцену на колесе обозрения. Не кажется ли Вам, что этот торопливый деляга несколько мгновений всерьез размышлял о том, чтобы попросту убить своего друга? Все хороши.

    Но на размышления особо времени нет. Кино получается зрелищным как за счет умело набранного высокого темпа повествования, так и благодаря операторским и постановочным изыскам. Небольшой наклон камеры, подчеркнутость движений героев в ключевых сценах (например, в канализации) — и готов один из самых незаурядных образцов нуара. Может быть и тривиально, но зато еще как смотрибельно.

    9 из 10

    5 июля 2014 | 09:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>