всё о любом фильме:

Таксист

Taxi Driver
год
страна
слоган«Он – одинокий, забытый человек, отчаянно пытающийся доказать что он - ВЫЖИВЕТ»
режиссерМартин Скорсезе
сценарийПол Шредер
продюсерДжулия Филлипс, Майкл Филлипс, Филлип М. Голдфарб
операторМайкл Чэпмен
композиторБернард Херрманн
художникЧарльз Розен, Рут Морли, Херберт Ф. Маллиган
монтажТом Рольф, Мелвин Шапиро
жанр триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  13 млн,    Франция  2.75 млн,    Испания  1.42 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время113 мин. / 01:53
Тусклый свет слепых фонарей, скелеты фабричных труб, задыхающихся в собственном дыму. Вавилонские башни небоскребов, все это — ад Нового времени, Нью-Йорк.

Ветеран вьетнамской войны Трэйвис Бикл ведет свое одинокое такси по ночным улицам бесконечного города, и перед ним разворачивается мрачная панорама человеческих грехов. Как ветхозаветный пророк, он надеется, что однажды небеса пошлют на землю спасительный дождь, который очистит Нью-Йорк от вековой грязи.

А когда умирает надежда, остается только ненависть. Огненный ливень обрушится на головы грешников. Таксист позаботится об этом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
62 + 1 = 63
9.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фраза из фильма «You talkin» to me?» («Это ты мне сказал?») была поставлена на 10-е место в списке ста самых выдающихся киноцитат Американского института кино.
    • Специально для роли Кейтел познакомился с настоящими сутенерами. Он также сымпровизировал сцену танца с Джоди Фостер. Танец — одна из двух сцен, где внимание камеры не сосредоточено на Трэвисе.
    • Съемочный период: июнь-сентябрь 1975.
    • Сибилл Шепард случайно получила роль Бетси. Продюсеры искали актрису, которую описывали как типажно похожую на Сибилл. Агент актрисы Сью Менгерс узнала об этом и спросила продюсеров, почему бы им не пригласить саму Шепард.
    • Фильм собирался снимать Брайан Де Палма.
    • От главной роли отказался Аль Пачино.
    • В сценарии Пола Шредера несколько отрицательных героев были черными. Скорсезе посчитал, что это могут воспринять как проявление расизма, и потребовал сделать этих персонажей белыми. Шредер согласился.
    • Роль Трэвиса Бикла предлагали Джеффу Бриджесу.
    • На роль сенатора Чарлза Палантина приглашали Рока Хадсона, но актер в тот момент был занят на сериале «МакМиллан и жена».
    • Харви Кейтел вначале получил роль рабочего Тома. Но затем эту роль отдали Альберту Бруксу, а Кейтел сам выбрал сутенера Спота Мэттью, хотя по сценарию его герой произносит не больше пяти реплик.
    • В течение месяца Де Ниро по двенадцать часов сидел за рулем, чтобы научиться водить такси. Также он специально для роли изучал различные умственные болезни.
    • Сцена, где Трэвис беседует со своим отражением в зеркале, целиком сымпровизирована Де Ниро. В сценарии просто сказано «Трэвис смотрится в зеркало».
    • Бернард Херрманн не хотел писать музыку к фильму, но увидев сцену, где Трэвис поливает хлеб шнапсом, согласился.
    • Херрманн скончался через несколько часов после того, как была записана последняя часть музыкальной партитуры фильма.
    • Из-за своего возраста (13 лет на момент съемок) Джоди Фостер не могла принимать участие в некоторых наиболее откровенных сценах. Ее дублировала старшая сестра Конни Фостер.
    • Актер Джордж Меммоли должен был сыграть одного из пассажиров Трэвиса, однако на съемках другого фильма, «Фермер» (1977), с ним случился несчастный случай, и Меммоли пришлось подменить самому Мартину Скорсезе.
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Трэвис делает себе выдвигающийся механизм на руку для пистолета он делает её под правую руку. В конце фильм он её использует тоже правой рукой. Но в знаменитой сцене импровизации перед зеркалом пистолет выезжает под левую руку, удобную для левши Де Ниро.
    Трейлер 02:55
    все трейлеры

    файл добавилMoralOil1987

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    После первого просмотра этот фильм может даже не понравиться, показаться слишком жёстким и жестоким (интересно, что признанный американский драматург Теннеси Уильямс, который возглавлял в 1976 году жюри Каннского кинофестиваля, наградившее «Таксист» главной премией, всё же по вынесении данного вердикта сетовал на рост насилия в обществе и в кино). Ведь по сюжету, шофёр такси Трэвис из Нью-Йорка, бывший участник войны во Вьетнаме, который тяжело приспосабливается к нормальной жизни, первоначально хочет совершить покушение во время политических выборов, а в результате устраивает настоящую «кровавую бойню» в борделе. Сценарист Пол Шредер потом признавался, что основывал свой рассказ на дневниках Артура Бремера, который чуть было не стал убийцей. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 11769 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Грань между настоящей жизнью и обыденным существованием тонкая, и у всех своё мнение на эту тему. Но как быть, если профессия обязывает каждый день, точнее, каждую ночь, наблюдать за заблудшими людьми, среди которых нет ни одного человека, чья душа бы не была полностью загрязнена? Дать ли им толчок к новой жизни, или, может, своими руками устроить «дождь», который смыл бы с лица планеты всех, кто уже не даст миру ничего хорошего?

    Таксист в исполнении Роберто Де Ниро получился очень многогранным и глубоким персонажем. Со стороны может показаться, что он — такой же, как и все, живёт от зарплаты до зарплаты, кое-как находя деньги на фастфуд и просмотры крайне сомнительного кино, время от времени перебрасывается дежурными фразами с коллегами и не ждёт ничего особого от этой жизни. На самом деле, это очень тонко ощущающий жизнь персонаж — достаточно только вслушаться в текст писем, которые он отправляет родственникам. В его машину садились самые разные люди, и с каждым разом он всё больше терял надежду: кажется, в Нью-Йорке не найдётся ни одного человека, с которым бы не было одиноко.

    Однажды таксист Трэйвис встречает белокурую Бетси, которую принимает едва ли не за ангела в этом городе грехов, но та, кажется, слишком увлечена своей работой. Нет, она не плохая и не занудная, у неё лишь не было времени вдуматься в суть своего нового знакомого. Если он не особо разбирается в политике, равнодушен к кандидату, вокруг которого вертятся все мысли Бетси, а на первом свидании приводит её на фильм из категории «для взрослых», значит, он, как и все, из того самого грешного мира. Впрочем, Трэйвису ещё выдастся второй шанс…

    Второй раз судьба столкнёт его и с двенадцатилетней Айрис, которую в момент первой встречи таксист незаслуженно проигнорирует, тем самым только усугубив положение девушки. Наступит очередная ночь, придёт время новых перемен! Ведь, чтобы сделать мир немного лучше, не надо гоняться за будущим президентом, который обещает сделать всё для народа. Гораздо эффектнее разобраться в каждом конкретном человеке, даже если таким образом поможешь не всему населению, а лишь малейшей его части. И это подвластно любому человеку, даже если тот — всего лишь водитель такси.

    7 марта 2016 | 18:22

    Сразу скажу, фильм крайне разочаровал! Единственное достоинство в том, что это кино не оставляет равнодушным: либо его боготворят и ставят на полочку с биркой «классика», либо мой случай. Не понимаю почему такая шумиха вокруг этой картины. Если бы не этот надуманный эпатаж, наверно фильм прошёл бы меня стороной. Давно собирался его посмотреть, но всё волну было не словить. В очередной раз убедился, что нужно прислушиваться к внутреннему голосу.

    Сюжет крайне натянут, буквально высосан из пальца, главный герой глуп и скучен, а про концовку вообще молчу, и так уже достаточно было сказано. На мой субъективный взгляд, фильм не несёт никакой идеи и смысловой нагрузки, и выходит только за счёт громких имён, атмосферы и актуальности картины даже сейчас. Взвесив все за и против, решил поставить такую оценку:

    6 из 10

    17 января 2012 | 09:10

    Читая рецензии после просмотра «Таксиста», меня не покидало досадное разочарование. Если тебе не нравится фильм из разряда шедевров мирового кино, то ты пытаешься оправдать это собственным непониманием или же тем, что пока не дорос до подобного кино. Что ж… в случае с культовым «Таксистом» я не могу прибегнуть ни к первой причине, ни ко второй, и предпосылки к этому вот какие:

    1) Гениальный Де Ниро, на чью мимику и выразительные глаза молиться хочется, здесь пугающе аморфен!.. Более того, создаётся устойчивое ощущение, что Трэвис Бикл-умственно отсталый.

    2) Недалёкость главного героя подтверждают его дальнейшие поступки. Как же этот словесный моралист, презирающий окружающую его грязь, мог повести понравившуюся ему девушку на порнофильм?.. Неудивительно, что она в ужасе сбежала от такого романтика.

    3) «Падший ангел» Айрис, которую Трэвис оставляет на расправу её сутенёру. Взрослый мужчина, бывший военный даже не поднял зад с водительского сиденья, чтобы ей помочь. Именно поэтому его дальнейшие попытки разыскать девочку и вернуть её к родителям выглядят как минимум странно.

    4) Таксист собирается отомстить всякой швали, которая бродит по ночному Нью-Йорку, но к какой же категории людей он относит себя самого?.. Вспоминается поговорка:«Хочешь изменить мир-начни с себя». Что в себе изменил Трэвис, так это причёску и физическую форму. Внутренней начинки у него нет никакой.

    Некоторые фильмы, которые ты недопонимаешь, хочется отложить на время и посмотреть позже, надеясь прощупать их лучше. С «Таксистом» у меня такого желания не возникло.

    3 мая 2015 | 22:31

    Страдающий хронической бессонницей, бывший морпех, дабы тратить ночное время с пользой устраивается таксистом. О бессоннице вы услышите ещё пару раз, но не более. Идея этой болезни никак не развита. И выглядит, словно первый попавшийся повод, который придумал сценарист, чтобы усадить главного героя за руль жёлтой машины.

    Кстати говоря, сам герой крайне странный тип. Можно было бы сказать, что это последствия Вьетнама, ветераном которого он является, однако о данном факте упоминается вскользь и скорее случайно, нежели нарочно. Фильм показывает нам, что после работы персонаж Дэ Ниро занимается лишь двумя вещами — ходит в порно-кинтеатры и делает записи в своём дневнике. Ну и что дальше? Я должен ему сочувствовать? Я должен его жалеть? Или же наоборот? Что хотел сказать всем этим сценарист не очень ясно. Странное поведение таксиста вызывает скорее раздражение с лёгким недоумением. Почему он пошёл туда и сделал так? Нам об этом не расскажут.

    Большинство актёров в фильме недоигрывают. Персонажи не слушают друг друга. Они вроде что-то говорят, куда-то смотрят, но собеседника не замечают. Это довольно странно. Из второстепенных персонажей запомнился лишь длинноволосый сутенёр, в отличие от остальных, актёр, изображающий его напротив переигрывает, что вызывает довольно необычные ощущения. Ну, хоть какое-то разнообразие.

    Такси. Улицы. Счётчик. Улицы Счётчик. Такси. И ещё такси. И ещё счётчик. И ещё… В общем треть фильма мы видим это. Во время поездок играет музыка в которой преобладает саксофон и и эта музыка удивительным образом сумела не подойти к данному видеоряду. От неё клонило в сон. А таксист всё ехал и ехал.

    Из плюсов. Действительно достойная операторская работа и разве что неоднозначная концовка.

    В итоге. Не лучший фильм Дэ Ниро. Не лучший фильм Скорсезе. Возможно в своё время он чем-то удивлял, но сейчас в нём не найти ничего особенного. А стоит ли искать?

    6 из 10

    10 апреля 2014 | 12:27

    Не берусь отслеживать причинно-следственную связь данного сходства, но это были первые ассоциации, возникшие при просмотре «Таксиста». Попробую объяснить причины их появления.

    Главный герой — хороший, честный парень, трудолюбив и не ввязывается ни в какие авантюры. Затем, по ряду причин, его начинает тошнить от смрадной разношёрстной «грязи» мегаполиса, и он начинает войну против всех людей, приложивших руку к превращению города в отстойник для головорезов, шлюх и продажных людишек. Сходство налицо.

    Плюсы данного кино:

    + Таксиста не стали превращать в непобедимого супергероя, который через «пешек» и «шестёрок» преступного мира вышел бы на людей, возглавляющих криминальную пирамиду города, и учинил бы над ними самосуд. Это обычный парень, не питающий иллюзий сделать мир идеально добрым и чистым.

    + Шикарный саундтрек. Главная тема доставила истинное удовольствие моим ушам.

    + Приемлемая концовка. Сценарист умудрился не пересластить её и сделал довольно выдержанной. Именно концовка позволила фильму пройти по тонкой грани между кровавыми гангстерскими боевиками и глупенькими голливудскими мелодрамами и стать достойным кино.

    Хороший фильм, мужское кино. Не шедевр, конечно, но номинацию на оскар вполне заслужил. Ещё одно доказательство того, что Де Ниро талантливый и харизматичный актёр, каких мало.

    Стоит ли смотреть: скорее да, чем нет

    8 июня 2009 | 21:11

    Ветеран Вьетнамской войны Тревис Баклер, страдающий бессоницей устраиваеться работать таксистом, чтоб как — то скоротать свое время. Ему было трудно дышать, т. к. кругом его окружала вонь и грязь: проститутки, гомосексуалисты, бандиты, наркоманы.

    Он был влюблен в одну девушку которая отличалась от всех остальных.

    «Она была в белом платье похожую на ангела среди этой мерзости, она была одна, они не смеют прикаснуться…»

    Когда человек одинок, он начинает ковыряться в себе, задумываться о смысле жизни, поднимать разные проблемы, которые не замечают остальные. Одиночество сводит с ума. После того, как Бетси убежала с порнофильма на который он ее пригласил. Тревис, не видя в этом своей вины, посчитал, что она такая же как и все. Только тут мы уже понимаем, что главный герой не здоров, что он категорично настроен против всех, кто делает что-то не так, как считает он. Но ведь, действительно, привести девушку на такой фильм — это тоже самое, что предложить с ней переспать.

    У Тревиса начались еще большие депрессии, т. к. он потерял надежду на то, что еще есть нормальные люди на этой земле, вместе с ней и смысл жизни, и тут он решил окончательно отчистить весь город.

    Увидевший однажды 12 летнюю проститку, пытавшуюся сбежать от своего сутенера, он решаеться найти ее и потратить все свои силы для ее спасения, теперь-то он находит предназначение в своей жизни, он спасает её и избавляется от всех, кто ей препядствовал, зная, что сам может умереть.

    В конце фильма Тревис, встретивший Бетси в качестве пассажира, остаеться при принципах, держа обиду за то, что остался когда-то недопонятым, он не вступает с ней в глубокий разговор, делая вид, что ему на нее наплевать, а Бетси же чувствует себя виноватой за то, что не простила его и не выслушала.

    Этот фильм можно пересматривать бесконечное количество раз и каждый раз вам будет казаться, что это совершенно разные картины. В «Таксисте» очень большая смысловая нагрузка, при первом просмотре можно ставить акцент на те проблемы которые ближе к вам, при последующих, обращать внимание на другие, и вам не будет надоедать смотреть его снова и снова, т. к. эта картина обладает магической атмосферой: это работа оператора, режиссура Скорсезе, игра Де Ниро и великолепная музыка Б. Херрмана. Эта картина заставляет задуматься, причем очень сильно, а ее проблема актуальна и сегодня, следовательно, отсюда и мораль.

    «Таксист» — лучшая работа как и Мартина Скорсезе, так и Роберта Де Ниро, абсолютный Шедевр.

    10 из 10

    16 мая 2010 | 21:24

    Я влюбился в этот фильм. Все что я смотрел до этого, пытаясь найти свое кино, померкло в одночасье, но правда пересматривать не стал. Для меня нет триллера лучше, рассказывающего об обычном человеке, все, сделанное Голливудом, пытающимся показать жизнь американского гражданина, а потом придать этой жизни неожиданный поворот, можно выкинуть в мусорный ящик и оставить только это. Как-то раз я сидел и общался с одним человеком и он мне сказал, что обычная жизнь слишком скучна, порой она так достает, что очень хочется сделать нечто из ряда вон выходящее, то что запомнится, не быть серым листом, даже если для этого нужно перейти черту и стать убийцей. Герой Де Ниро не знает как поступить с тем, что у него в избытке, а именно со временем. У него жуткая бессонница и потому он нашел работу таксиста. Это хороший способ заработать деньги, но только не ночью и не в Нью-Йорке, насквозь прогнившем из-за наркоты, проституток и всякого отребья. Днем город является объектом подражания, красив, светел и люди в нем похожи на муравьев, каждый из которых делает свое дело не мешая работе других, поскольку трудятся они ради общего дела, создавая общество. Когда город накрывает мгла, он становится местом скопления отвратительных существ, любимейшей забавой которых является огонь и они прожигают свою жизнь, одновременно совмещая эту забаву с коверканьем жизни другим. Трэйвис огибает весь этот мрак на своем такси и из окна наблюдает за ничтожеством, продающим себя и колющимся наркотой, а при уличном освещении это выглядит отвратительно и ничтожно. Ничтожества завладели всем. Таксист встречается с женщиной, работающей в избирательной компании кандидата в президенты, но она его отвергает, желая жить никчемной, обыденной жизнью.

    Трэйвис нормально зарабатывает, но улицы продолжают бесить, у него достаточно средств и не на кого их тратить. Понимая, что здесь можно существовать лишь с пушкой 45 калибра, он находит продавца и скупает полный арсенал, все что можно незаметно пронести и вынести. Трэйвис не злодей, он таксист, а в Нью-Йорке таксист — пушечное мясо и это мясо защищает себя. Получается он зарабатывает деньги на свою оборону.

    Все существование его достает и он хочет оставить след уйдя с этих улиц на покой. Трэйвис способен убить кандидата в президенты и в его голове назревает план.

    Хочу заметить, что в кино никого так не уродовали, как Де Ниро. Ирокез отвратителен, вообще не стыкуется с его образом, он делает из Трэйвиса одного из тех отморозков, от которых его выворачивает.

    Все-таки в нем просыпается желание убрать хотя бы одну улицу, спасти при том «невинное, заплутавшее» дитя. Таксист убирает мерзавцев и хочет сам уйти, но в стволе не осталось ни одного патрона и его спасают. Все газеты пестрят рассказом о смелом таксисте убившем несколько преступников и вызволившем из беды проститутку-малолетку. Его объявляют героем и даже родные той девушки пишут благодарственное письмо и навещают в госпитале. Эти злые улицы запоминают мистера Трэйвиса Бикла. Через пару месяцев Трэйвис опять за рулем и в его жизни та же самая женщина, но только теперь она должна его добиваться.

    Говорить о Де Ниро и Скорсезе нет необходимости, все что они сделали входит в золотой запас кино. Однако скажу, что из-за «Таксиста» было совершено покушение на президента США, а преступник сказал, что хотел обратить на себя внимание Джоди Фостер. Яркий пример того, как события фильма могут плавно перетечь в жизнь.

    10 из 10.

    12 сентября 2010 | 04:26

    Мой роман с Таксистом длится около года. Хотя, это и не была любовь с первого взгляда. Фильм, как будто бы «дошел» до меня постепенно. Я посмотрела его и, конечно же, оценила великолепную игру Роберта Де Ниро, гениальную режиссуру Мартина Скорсезе, прекрасный визуальный ряд, шикарный саундтрек. В общем, фильм мне понравился. Но лишь спустя какое-то время, не пересматривая его, я вдруг поняла, что это не просто хорошее кино. Если бы меня спросили, существует ли идеальный фильм, я бы не задумываясь назвала Таксиста.

    Герой ленты, Трэвис Бикл, молодой одинокий человек, живущий среди насилия и жестокости улиц Нью-Йорка, хочет что-то сделать. Со своей жизнью. Со всем этим ужасом, который происходит вокруг. Он не идет по легкому пути саморазрушения, он мечтает о дожде, который однажды смоет всю грязь с окружающего мира. Лично я не считаю его сумасшедшим. В нем живет надежда, в нем могла бы жить любовь. Невозможно поверить, что кто-то может быть более одинок, чем он. Мы видим, на что может толкнуть человека отчаяние и боль. Боль не от чего-то конкретного, не просто разбитого сердца, а большая боль от того, что в мире слишком много насилия, злости, жестокости, боль ужасов войны, которая до сих пор его мучает (я в этом не сомневаюсь).

    Дуэт двух маэстро, Скорсезе и Де Ниро, как бы продолжая рассказ, начатый в Злых улицах, показывает нам жизнь нью-йоркских районов изнутри, показывает одну частную историю, которая на самом деле общая для многих жителей того места и того времени.

    Я люблю этот фильм, я смотрела его много раз, в том числе на языке оригинала. Каждая сцена, каждое слово кажется мне безумно важным. Я думаю, что вряд ли он понравится всем и каждому. Он печален, жесток и гениален. Наверное, это даже не рецензия, а скорее, восторженная ода. Но я считаю, ни к чему пересказывать сюжет. Это нужно видеть. У Скорсезе всегда наслаждаешься не только тем, что видишь, но и тем, как это показано.

    9 из 10

    18 октября 2013 | 23:01

    Незадолго до появления «Охотника на оленей» (1978), «Апокалипсиса сегодня»(1979) и «Рембо»(1982) Скорсезе затрагивает не имеющую особой огласки в кино тему вьетнамской войны и её последствий.

    Первый кадр фильма — из облака дыма и пара медленно и зловеще выезжает желтое такси. Далее крупным планом глаз водителя, Тревиса Бикли (Роберт Де Ниро). Они медленно смотрят из стороны в сторону, охватывая ночную жизнь Нью-Йорка. Это некий поиск угла зрения на происходящее: всё дальнейшее зритель увидит глазами героя.

    Бикл — ветеран вьетнамской войны. Он страдает бессонницей, ходит на порнофильмы, по ночам работает таксистом. Ему всё равно, куда и кого везти. В кошельке появляются деньги, но их не на что тратить, и работа уходит на второй план, на первый же, выходят мысли об «очистке» города от всей его «грязи». Дни идут один за другим. Бикл, как губка, впитывает в себя злобу, разочарование и безысходность. Последней каплей для него становится появление двенадцатилетней проститутки Айрис (Джоди Фостер). Стараясь как-то сделать город лучше, он пытается очистить хотя бы одну «пропащую душу»…

    Трэвис — человек способный глубоко чувствовать, но, погруженный в пустоту мегаполиса, почти утратил эту способность. Думаю, не война сделала его таким, а общество. Он не смог «переступить» через себя и влиться в городскую жизнь, днём лицемерную и лживую, а ночью развратную и преступную. Война лишь дала Биклу свежий взгляд на мир. Всё подталкивало его на размышления о своем предназначении, о смысле жизни, о том мире, в котором он теперь живет. Герой видит грязь и похоть и не может закрыть на это глаза, как другие. Тревис оказывается в мире без каких-либо ценностей, которые были бы для него опорой.

    Школа жизни, пройденная потомком сицилийских эмигрантов и знание истории кинематографа, значительно помогли при постановке картины. «Таксист» больше, чем любая его картина заставляет говорить о режиссере летописце больного подсознания нации. Фильм становится еще более трогательным из-за множества проникновенных фрагментов: город без закона, перенасыщенный насилием и преступлениями, доводит до падения тех, кто в нем проживает. Скорсезе не замыкает фильм никаким плоским заключением, не подсказывает банальных выводов. Он остается холодным наблюдателем, демонстрируя всесторонний режиссерский талант: умение рассказать захватывающую историю и постепенно усилить напряженность. Некоторые критики относят «Таксиста» к новому поколению голливудских фильмов, где «картины кровавой бойни романтизируются». В конце картины, когда таксиста признали героем после им содеянного, есть элемент самопредательства. Тревис чувствует это, ему не по душе восхищения им публики. В глазах Бикла по-прежнему остается отвращение всей грязи, окружающей его, и он снова совершит акт «очистки» — кровавое убийства в отеле. Это лишь вопрос времени…

    Пол Шредер написал сценарий, находясь в глубокой депрессии, как и герой фильма, он ходил на порнофильмы и был одинок. «Среди литературных источников, от которых он отталкивался, сценарист называет произведения Достоевский («Записки из подполья») (именно Достоевксим пропитаны страницы сценария Шредера, который был поклонником русского классика.) и Сартра («Тошнота»).

    Оператор Майкл Чэпмен выпукло показал разницу между дневным и ночным городом: где-то размытые, где-то четкие изображения хорошо показывают настроение героя. Реалистичность кадров придаёт натурализм ленте (кажется, что ты чувствуешь запах улиц), как и наполовину сымпровизированные диалоги персонажей. То, что зритель должен видеть глазами героя, он видит благодаря работе Чэпмена. Например, вид четырех револьверов, которые покупает главный персонаж Де Ниро. По большому счёту, главный герой фильма не таксист Тревис Бикл, а город Нью-Йорк: так отчетливо раскрыты все образы «Большого яблока», манеры поведения, моральные и социальные предрасположенности.

    Трактовка музыки у режиссера отличается от той, что принята в Голливуде. Так как герой одинок и не слушает радио, требовалась особое звучание к фильму. Скорсезе решил позвать оскароносного композитора Бернарда Херрманна. Посмотрев небольшой эпизод из драмы, Херманн согласился на участие в картине и записал саундтреки с изобилием ударных и духовых инструментов и отсутствием струнных. Саундтрек к фильму поражает. Блюз четко выражает одиночество героя, особенно это удалось главной композиции ленты — «I Still Can`t Sleep». Работа над «Таксистом» стала последней для композитора. «Таксист» посвящен памяти Бернарда Херрманна.

    Для Роберта Де Ниро это была вторая работа с Мартином Скорсезе. Внешний облик актёра полностью соответствует внешности простого и честного работяги, который не грезит о чем-то, чего не может произойти, он всего лишь хочет жить в неоскверненном обществе. Де Ниро вжился в образ: водил такси, изучал болезни психического расстройства. Одна из самых знаменитых сцен в истории современного американского кино — Тревис перед зеркалом, и эта сцена является импровизацией Де Ниро (эпизод в сценарии был описан всего несколькими словами «Тревис стоит перед зеркалом»). Удивительно, что казавшаяся на первый взгляд незначительная сцена (которую сняли очень быстро из-за отсутствия съёмочного времени) стала визитной карточкой фильма и актёра. Фраза «Ты со мной говоришь?» была множество раз переиграна и спародирована в кино и на ТВ.

    Одну из запоминающихся ролей в картине сыграла Джоди Фостер, чья актерская карьера началась довольно рано. Для юной Фостер это тоже вторая работа со Скорсезе (она сыграла роль Одри в фильме «Алиса здесь больше не живет» (1974)). Довольный её игрой, Скорсезе берет её на роль молодой проститутки Айрис, где актриса играет в достаточно откровенной сцене. Работа юной Фостер также была отмечена номинацией на Оскар («Лучшую женскую роль второго плана»).

    Самой яркой оказалась сцена истребления таксистом сутенера и посетителей отеля. Под давлением продюсеров сцену пришлось сделать монохромной, во избежание плачевного для проката рейтинга «Х». Именно из-за этого эпизода председатель жюри 29-го Каннского кинофестиваля Теннеси Уильямс обвинил постановщика фильма в неоправданной жестокости. Но это не помешало ленте Мартина Скорсезе взять главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». Восторженный зал стоя, аплодировал двум молодым американцам итальянского происхождения.

    Портрет города, который показал режиссёр, по своему безумству и жестокости уступает лишь образу города в дальнейшей работе Скорсезе — фильму «Воскрешая мертвецов» (1999). Моральным преимуществом перед такси здесь имеет только машина скорой помощи. Персонажей Николаса Кейджа и Роберта Де Ниро объединяет то, что, вкусив ночной плод «Большого яблока», им большого труда стоит вернуться в нормальную жизнь. Показанный в фильмах город схож по своему ритму и натуралистичным съёмкам.

    «Таксист» уже успел стать классикой. Драма с элементами нуара, неоднозначный финал, правдоподобная игра актёров, музыка, подчёркивающая трагедию героя, натуралистичные съемки города, и, безусловно, достойная работа постановщика, позволили занять картине заслуженное место в кинематографе.

    16 июня 2011 | 21:45

    Один из самых удачных фильмов Мартина Скорсезе. Снятый в 70-е годы, когда кинематограф набирал всё большие обороты, когда появлялось всё больше и больше талантливых режиссёров, которые ставили на главное место именно человека, его жизнь, его характер, физическое состояние и родоначальником этого явился именно Мартин Скорсезе.

    В центре событий стоит обычный парень, которого гнетёт жизнь: день протекает за днём, всё размеренно и плавно, его жизнь никчёмна, скучна. Каждый день его жизни похож на другой, работая по ночам в такси герой видит всю людскую грязь (проститутки, сутенёры, наркоманы, гомосексуалисты, бандиты, гангстеры и прочая падаль). Всё это сильно действует на его сознание, но в один день жизнь парня резко меняется, его идея одержала верх над мыслью.

    Мартин Скорсезе является одним из тех режиссёров, который решается показать внутренний мир человека. И «Таксист» является именно таким фильмом. Всё это очень напоминает произведение «Преступление и наказание». Там герой Родион Раскольников жил в похожей обстановке, где всё очень мощно давило на психику, и позволило создать странную теорию, в последствии которой герой и совершил непоправимый поступок. В фильме Скорсезе герой одержим такими же чувствами, он глубоко страдает: «Я везде одинок, где бы я ни был, и в толпе, и в кафе, это одиночество, оно гнетёт меня, от него не убежать»!

    Герой старается изменить свою жизнь, совершить что-то особенное, что надолго запомнится человечеству, и он очень хочет изменить мир к лучшему, но увы! Помнится его разговор с одним из кандидатов в президенты:

    - Я считаю, что Нью-Йорк выглядит, как помойка, многое тут настолько мерзко, что хочется взять всё это и слить в унитаз.
    - Я понимаю, о чём вы говорите, но это будет очень сложно. И к этому надо стремиться.

    Такой вариант не устраивает главного героя, и он решает бороться с «грязью» своим способом. Однажды герой видит юную девушку, которая опустилась ниже низшего и в столь юный годы продавала себя. После этого жизнь Трэвиса резко изменилась. Вот тот шанс что-то сделать, как-то подействовать, ликвидировать всю эту грязь, раз даже дождь не может её смыть.

    В конце фильма характер и облик героя изменился. Он одержим, чувство собственной несостоятельности подавлено и появилась в себе уверенность, новое убеждение взяло вверх. Если совершить один хороший поступок и спасти одну заблудшую душу, то все остальные грехи будут прошены. Сцена в конце фильма как раз подтвердила это убеждение.

    Про актёров можно сказать, что этот фильм открыл немало талантливых актёров.
    В главной роли снялся ещё молодой тогда актёр Роберт Де Ниро. Под персонаж он подошёл на все 100, его вид — это вид настоящего трудяги, простого человека, которому от жизни мало чего надо, а надо только жить, жить в мире, который не осквернён. Но это лишь мечта. И внешность у Де Ниро очень подходящая: густые тёмные брови, томный взгляд, простая одежда и измотанное состояние.

    Важную пусть и маленькую роль сыграла Джоди Фостер (Айрис), это девушка, просто жалкое создание, она в силу своего возраста лишена жизненного опята, она глупа, она не понимает, во что влипла, и что её жизненное утверждение обсалютно неправильно и низко. Образ этой девушки и дал стимул главному герою-таксисту. Стимул бороться за жизни таких людей.

    В сознании героя появилась Богиня, которая давала герою стимул к жизни, её имя Бетси (Сибилл Шепард). «Она не такая как все, я увидел её из толпы в белом платье, она как ангел, они проходят мимо неё и не могут даже дотронуться» — такими словами герой описывает Бетси. Она действительно очень женственна и одновременно сильна духом. У Трэвиса и Бетси есть что-то общее, а именно, то, что они оба одиноки. «Ты, как и я, тебя окружают люди, много люде, но ты одна, ты особенная». Она как ангел спустилась с небес, она особенная, но одновременно она и такая, как все, она холодна.

    Фильму удалось передать состояние героя, съёмки крупным планом, а именно, постоянно в кадр попадали глаза героя крупным планом, чтобы зритель мог ощутить его чувства, погрузиться во внутренний мир. Лицо героя сыграло самую важную роль, каждый жест показывал всю его боль.

    Я не могу передать своё ощущение, у меня возникло очень странное чувство, фильм сильно подействовал на душевные струнки. Жаль, что такой фильм серьёзно не был оценён, хотя фильм и входит в 250 лучший на Imdb, и «Каннский кинофестиваль» 1976 года вручил фильму «Золотую пальмовую» ветвь. Скорсезе сделал неоценимый вклад в мировой кинематограф, смог показать жизнь обычного человека, без прекрас и преувеличений. Фильмы Скорсезе отличаются именно размеренностью, плавными действиями, а не мощной динамикой, и что очень необычно, так это то, что его фильмы не угнетают, они, несмотря на отсутствие динамики, смотрятся очень интересно, и они просто начинают погружать в атмосферу фильма.

    Фильм безусловно достоин зрительского внимания. Обыденное начало и концовка, после которой смотреть на вещи по-обычному больше не получится. Это фильм для души, после которого есть над чем поразмыслить.

    11 июля 2008 | 22:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>