всё о любом фильме:

Таксист

Taxi Driver
год
страна
слоган«Он – одинокий, забытый человек, отчаянно пытающийся доказать что он - ВЫЖИВЕТ»
режиссерМартин Скорсезе
сценарийПол Шредер
продюсерДжулия Филлипс, Майкл Филлипс, Филлип М. Голдфарб
операторМайкл Чэпмен
композиторБернард Херрманн
художникЧарльз Розен, Рут Морли, Херберт Ф. Маллиган
монтажТом Рольф, Мелвин Шапиро
жанр триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  13 млн,    Франция  2.75 млн,    Испания  1.42 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время113 мин. / 01:53
Тусклый свет слепых фонарей, скелеты фабричных труб, задыхающихся в собственном дыму. Вавилонские башни небоскребов, все это — ад Нового времени, Нью-Йорк.

Ветеран вьетнамской войны Трэйвис Бикл ведет свое одинокое такси по ночным улицам бесконечного города, и перед ним разворачивается мрачная панорама человеческих грехов. Как ветхозаветный пророк, он надеется, что однажды небеса пошлют на землю спасительный дождь, который очистит Нью-Йорк от вековой грязи.

А когда умирает надежда, остается только ненависть. Огненный ливень обрушится на головы грешников. Таксист позаботится об этом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
62 + 1 = 63
9.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Харви Кейтел вначале получил роль рабочего Тома. Но затем эту роль отдали Альберту Бруксу, а Кейтел сам выбрал сутенера Спота Мэттью, хотя по сценарию его герой произносит не больше пяти реплик.
    • На роль сенатора Чарлза Палантина приглашали Рока Хадсона, но актер в тот момент был занят на сериале «МакМиллан и жена».
    • От главной роли отказался Аль Пачино.
    • Съемочный период: июнь-сентябрь 1975.
    • Сибилл Шепард случайно получила роль Бетси. Продюсеры искали актрису, которую описывали как типажно похожую на Сибилл. Агент актрисы Сью Менгерс узнала об этом и спросила продюсеров, почему бы им не пригласить саму Шепард.
    • Фильм собирался снимать Брайан Де Палма.
    • В сценарии Пола Шредера несколько отрицательных героев были черными. Скорсезе посчитал, что это могут воспринять как проявление расизма, и потребовал сделать этих персонажей белыми. Шредер согласился.
    • Роль Трэвиса Бикла предлагали Джеффу Бриджесу.
    • Специально для роли Кейтел познакомился с настоящими сутенерами. Он также сымпровизировал сцену танца с Джоди Фостер. Танец — одна из двух сцен, где внимание камеры не сосредоточено на Трэвисе.
    • В течение месяца Де Ниро по двенадцать часов сидел за рулем, чтобы научиться водить такси. Также он специально для роли изучал различные умственные болезни.
    • Сцена, где Трэвис беседует со своим отражением в зеркале, целиком сымпровизирована Де Ниро. В сценарии просто сказано «Трэвис смотрится в зеркало».
    • Бернард Херрманн не хотел писать музыку к фильму, но увидев сцену, где Трэвис поливает хлеб шнапсом, согласился.
    • Херрман скончался через несколько часов после того, как была записана последняя часть музыкальной партитуры фильма.
    • Из-за своего возраста (13 лет на момент съемок) Джоди Фостер не могла принимать участие в некоторых наиболее откровенных сценах. Ее дублировала старшая сестра Конни Фостер.
    • Актер Джордж Меммоли должен был сыграть одного из пассажиров Трэвиса, однако на съемках другого фильма, «Фермер» (1977), с ним случился несчастный случай, и Меммоли пришлось подменить самому Мартину Скорсезе.
    • еще 12 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Трэвис делает себе выдвигающийся механизм на руку для пистолета он делает её под правую руку. В конце фильм он её использует тоже правой рукой. Но в знаменитой сцене импровизации перед зеркалом пистолет выезжает под левую руку, удобную для левши Де Ниро.
    Трейлер 02:55
    все трейлеры

    файл добавилMoralOil1987

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    После первого просмотра этот фильм может даже не понравиться, показаться слишком жёстким и жестоким (интересно, что признанный американский драматург Теннеси Уильямс, который возглавлял в 1976 году жюри Каннского кинофестиваля, наградившее «Таксист» главной премией, всё же по вынесении данного вердикта сетовал на рост насилия в обществе и в кино). Ведь по сюжету, шофёр такси Трэвис из Нью-Йорка, бывший участник войны во Вьетнаме, который тяжело приспосабливается к нормальной жизни, первоначально хочет совершить покушение во время политических выборов, а в результате устраивает настоящую «кровавую бойню» в борделе. Сценарист Пол Шредер потом признавался, что основывал свой рассказ на дневниках Артура Бремера, который чуть было не стал убийцей. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 10525 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пересмотрел тут Таксиста Скорсезе. Вспомнилась тема отчужденность и атомизации общества. Правда, учитывая экзистенциальную направленность, как-то не выходит из головы, что многие экзистенциалисты, и примкнувшие к ним товарищи, совершенно не могут передать понимание проблемы, потому как пишут о явлениях, представление о которых проходит через их личный опыт и является исключительно субъективным. А вот в рамках фильма этого можно добиться значительно успешнее.

    Сотканный из противоречий и не могущий принять мир как есть герой Де Ниро представляет собой воплощение идеи о человеческом одиночестве. Его стремление к любви, жажда жить вступает в противоречие с понимание того, как это необходимо делать вообще и в данном обществе в частности. Попытка быть как все, любить, ввиду несоответствия жизненным шаблонам фатально разрушается. Разрушается все больше с каждым моментом и понимание, что хорошо, и какими средствами этого можно достигнуть. Итогом является устранение скверны, насилия таким же насилием.

    Это общество, где люди чужды друг другу, но при этом они избирают президентов, изменяют друг другу, продают детей в проститутки и делают что похуже, хотя это становится для них жизненной рутиной. И со временем они смиряются с таким унылым и отвратительным течением жизни. Быть может, в этой канве поступок Бикла вовсе не кажется лишенным смысла, хотя он и нечеловечен. Протест против равнодушия и грязи, против бессмысленности и бесчеловечности заставляет задуматься о проблемах разобщенности и проистекающего от этого зла. Ведь интересно, что рождаясь и развиваясь, человек не чувствует себя одиноким, не сопоставляет мир своих внутренних ценностей с принятыми общественными нормами, не вынашивает планов о том, как бы все это взорвать к такой-то матери. Он тянется ко всему новому, радуется беспечным и простым вещам, тянется к жизни. Понятно, что он не прошел этапы социализации, понятно, что не вобрал шаблоны поведения, но это-то и хорошо. Вся же последующая жизнь сводится к алгоритмизации действий и необходимости осознания востребованности себя в определенной социальной группе или подгруппе.

    Может, общество и не может функционировать иначе, но что-то в этом не так. Не даром же появляются новые философские течения, не просто так появляются такие как Тревис, думающие устранить бессмысленность одним волевым поступком, имеющим больший эффект, нежели очередное президентство продажного политика, выступающего под лицемерным девизом: «Мы — народ». В наш век непрерывного онлайна люди становятся еще дальше друг от друга. И это неизбежно влечет необходимость более острого анализа и рассмотрения вопросов одиночества и равнодушия общества. Пока же кажется, что прогресс уводит человека от человеческого и заставляет лишь жить по формуле потребления, забывая о человеке в себе и окружающих, что неизбежно повлечет появление новых Тревисов Биклов.

    И всегда можно будет с позиций высоколобой теории говорить и рассуждать о том, что общество где-то недоглядело, недосмотрело. И все будут ахать и удивляться, некоторые даже восторженно. А в это время, какой-нибудь очередной герой как у Достоевского мужичок в лесу будет глядеть на это общество бездумным вздором, а потом либо дом спалит, либо еще что выкинет.

    17 октября 2011 | 13:35

    Классика кинематографа, безупречное произведение на все времена — это не об этой ленте. Это качественный, крепкий фильм ни о чем. Молодой парень работающий таксистом сыт по горло беспорядком творящимся в городе и решает навести порядок самостоятельно. И как это вообще надо понять? Трэвис сам смахивает на очень и очень антисоциальный элемент от которого только и жди, что проблем. Его такси закидали помидорами местные отщепенцы, ещё он разговаривал с сутенером и был возмущен его отношениям к собственному товару. Он, видите, ли девушек за людей не считает. Вот это мотивация! А после всего учиненного Трэвисом его начинают считать чуть ли не национальным героем. Бред.

    Ещё у фильма проблемы с динамикой. Он достаточно бодро начинается, но дальше действие провисает и битый час ничего особо не происходит и заканчивается совсем уж по идиотски.

    Из плюсов

    Снято кино замечательно. Отличная музыка, отличная атмосфера.

    Де Ниро играет на отлично, только вот персонаж ему достался неумный.

    5 из 10

    22 октября 2010 | 23:55

    История небольшой части жизни и геройского поступка простого нью-йоркского таксиста в исполнении Роберта де Ниро под дирижерством выдающегося режиссёра Мартина Скорсезе по праву считается одним из лучших кино-творений за последние 100 лет.

    Таксист Тревис, страдающий бессонницей, ездит по ночам по районам Нью-Йорка перевозя пассажиров из пункта А в пункт Б, видит всю грязь, которой покрыты эти улицы, всю низость общества ночного Нью-Йорка. Таксист мечтает о дожде, который смог бы очистить улицы от этой швали, но и сам не сидит, сложа руки, берет в руки револьвер и решает что-то изменить, в окружающем мире.

    Этот фильм сделан великолепно, благодаря актёрам и режиссёру, красивым съемкам пусть и не прекрасных мест, ночные улицы, фонари, автомобили, проституция и наркоманы все это видно из окна такси, а само такси как будто бы отдельный мир из которого можно наблюдать за всеми грехами человечества, не являясь его частью, но чтобы бороться с этим злом нужно войти в него.

    Де Ниро полностью удалось перенести на экран всю доброту и злость, отвагу и тревогу героя, мы неоднократно становились свидетелями того, что этот гениальный актёр может и не такое. Это один из лучших фильмов об одиночестве, одиночество это как болезнь, со временем оно должно проходить, но бывают и не излечимые болезни.

    Из других актёров особое впечатление после каждого просмотра фильма оставляют Харви Кейтель сыгравший сутенера и Джоди Фостер игравшая проститутку, работающую на героя Кейтеля. Они показали тот мирок, который не любит таксист Тревис изнутри, и он во что бы то ни стало должен помощь хотя бы одному человеку.

    Мир, показанный в фильме, существует, фильм не только его описывает, но и спрашивает, вы хотите, быть частью его или нет, нужно ли такое общество, часть которой уже упало так низко, что подняться будет невозможно, если ей не помочь.

    Фильм — шедевр, фильм на века и другие громкие штампы для него применительны, ибо это действительно одна из величайших драм в истории кино, величайшего из искусств.

    10 из 10

    5 августа 2006 | 14:10

    Мой роман с Таксистом длится около года. Хотя, это и не была любовь с первого взгляда. Фильм, как будто бы «дошел» до меня постепенно. Я посмотрела его и, конечно же, оценила великолепную игру Роберта Де Ниро, гениальную режиссуру Мартина Скорсезе, прекрасный визуальный ряд, шикарный саундтрек. В общем, фильм мне понравился. Но лишь спустя какое-то время, не пересматривая его, я вдруг поняла, что это не просто хорошее кино. Если бы меня спросили, существует ли идеальный фильм, я бы не задумываясь назвала Таксиста.

    Герой ленты, Трэвис Бикл, молодой одинокий человек, живущий среди насилия и жестокости улиц Нью-Йорка, хочет что-то сделать. Со своей жизнью. Со всем этим ужасом, который происходит вокруг. Он не идет по легкому пути саморазрушения, он мечтает о дожде, который однажды смоет всю грязь с окружающего мира. Лично я не считаю его сумасшедшим. В нем живет надежда, в нем могла бы жить любовь. Невозможно поверить, что кто-то может быть более одинок, чем он. Мы видим, на что может толкнуть человека отчаяние и боль. Боль не от чего-то конкретного, не просто разбитого сердца, а большая боль от того, что в мире слишком много насилия, злости, жестокости, боль ужасов войны, которая до сих пор его мучает (я в этом не сомневаюсь).

    Дуэт двух маэстро, Скорсезе и Де Ниро, как бы продолжая рассказ, начатый в Злых улицах, показывает нам жизнь нью-йоркских районов изнутри, показывает одну частную историю, которая на самом деле общая для многих жителей того места и того времени.

    Я люблю этот фильм, я смотрела его много раз, в том числе на языке оригинала. Каждая сцена, каждое слово кажется мне безумно важным. Я думаю, что вряд ли он понравится всем и каждому. Он печален, жесток и гениален. Наверное, это даже не рецензия, а скорее, восторженная ода. Но я считаю, ни к чему пересказывать сюжет. Это нужно видеть. У Скорсезе всегда наслаждаешься не только тем, что видишь, но и тем, как это показано.

    9 из 10

    18 октября 2013 | 23:01

    Начиная просмотр «Таксиста» Мартина Скорсезе я не ждал от него кинематографических открытий. Обычно маститые оскароносные фильмы отличаются строгими классическими формами, зачастую эпическим стилем и ясностью повествования, но не глубиной осмысления социальной реальности и тонкими эстетскими изысками. Однако фильм впечатлил меня интеллектуальной и визуальной тонкостью постановки проблем, а также необычной критичностью и прямотой в диагностики состояния американского общества.

    Скорсезе абсолютно четко показывает нам совершенно разные миры, на которые разделился нынешний социум. Мир верхний и мир нижний, мир дневной и мир ночной, мир нормы и мир контркультуры. Ночь — это царство низменных потребностей, социальных аномалий и низших классов. Это мир всей той «грязи», к которой герой фильма демонстрирует ненависть, но к которой сам тоже принадлежит. Но приходит утро, и дождь (или жидкость на стеклах машины такси) смывает всю эту грязь. И день — это уже торжество «правильного» подхода к жизни, социальных стереотипов и организованного «цивилизованной публикой» порядка.

    Параллельные миры, казалось бы, почти не соприкасаются. Абсолютное большинство людей принадлежит либо к одному, либо к иному. Мы видим, как в Божественной комедии Данте, людей, подчеркнуто распределенных по секторам. В верхнем отсеке — кандидаты в Президенты, их активисты, охранники и просто благопристойные граждане. В нижнем — проститутки, сутенеры и сотрудники борделей.

    «Верхний» мир практически лишается творческого начала и критического осмысления реальности, в нем жизнь регламентирована, действия людей — типовые («у меня перерыв в 4 часа»), говорят стандартными, наскучившими фразами, а целеполагание простроено на избитых штампах («к нам приходит много интересных людей и у Палантайна есть шанс»). Максима творческого поиска здесь — это выбор слова, которое нужно подчеркнуть в слогане «Мы-народ». Буквально через 2 года после «Таксиста» это ощущение бесплодных земель опишет и именно такую Америку обличит в своих «Пустошах» Терренс Малик.

    В «нижнем» мире, напротив, доминируют биологические инстинкты, а социальные нормы утончаются до безобразия. Как ни цинично звучит, но высказывании сутенера и кусочек из порно-фильма дают нам намек, что даже в физиологии люди более склонны проявлять творческое начало, чем в социальной реальности.

    Режиссер и оператор фильма блестяще визуализируют различия, показывая поездки Трейвиса по ночному Нью-Йорку. Вверху он видит стандартные светящиеся картинки — эффектную, но типовую рекламу, внизу — людей «под кайфом» и сутенера, приструнивающего проститутку. Спустя пару десятилетий именно эту эстетику неоновых вывесок и «чунгкинских» кварталов и мечущихся между ними в ночных поездках людей замечательно развил в своих гонконгских фильмах Во Ка Вай.

    Пока же у Скорсезе мы видим, что большинство людей категорично отторгают соседний мир (если смотреть на это шире, одни отрицают социальное, а другие — биологическое начало). Малолетняя проститутка категорически не хочет возвращаться к пристойным родителям. Девушка, приглашенная на сеанс фильма для взрослых незамедлительно рвет без объяснений отношения с парнем, заявляя, что с таким же цинизмом он мог пригласить ее в постель (хотя почти нет сомнений, что именно и произошло бы в тот вечер, выбрав парень другое кино). Кандидат в Президенты смотрит на таксиста, допустившего неполиткорректное высказывание, как на человека опасного, а его помощник — как на человека неадекватного.

    По сути, из герое фильма только Трейвис Биккл не может определиться, какой мир — обжигающей откровенности ночи или дневного лицемерия — ему ближе. Или, точнее, какой из этих миров он больше ненавидит. В результате он предстает в восприятии большинства людей как человек крайне странный. «Он настырный пророк и торговец наркотиками, он — комок противоречий». Собственно, это логично для человека, для которого «всю жизнь было важно осмысление того, куда я двигаюсь». Однако пытаясь нащупать и разрешить (или смягчить) эти противоречия, натыкаясь на их нелепое отрицание окружающими людьми, Трейвис так и не может сделать выбор, куда же двигаться. Нацелить свое оружие на верхний мир (убить кандидата Палантайна) ему оказывается не по зубам, тогда он идет убивать нижний мир, расстреливая сотрудников борделя.

    Сцены с речью Палантайна и бойней в публичном доме являются вершиной изобразительной эстетики «Таксиста». Слова и жесты кандидата и его группы поддержки подчеркнуто тривиальны. Они точно копируют классическую скульптуру, на фоне которой и произносится эта речь. Бездушная статуя — вот образец для подражания у современных «культурных» людей — говорят нам авторы фильма. Все их действия ожидаемы и обычны.

    Срифмованная с этой в качестве антитезы сцена расстрела в борделе — напротив, образец нетипового действа. Жесты героев необычны и непрогнозируемы. Трейвис вместо жесткого убийства дает жертвам возможность отдышаться и напасть на него, но потом так же неожиданно их добивает. Прямота фигур собравшихся перед Палантайном противопоставляется кривизне фигур раненных Бикклом. Эстетика строгих форм классической скульптуры противопоставляется эстетике безобразно размазанной по стене (но живой!) крови.

    Концовка фильма — непрогнозируема, но логична. Покушение Трейвиса на нижний мир было воспринято как геройство в стереотипах мира верхнего. Однако герой, для которого всегда было важно осмыслять, куда он движется, продолжил свои путешествия между номерами с все теми же номерами чужой машины такси…

    10 из 10

    4 апреля 2012 | 13:00

    КАК ОНО БЫВАЕТ В ПЕРВЫЙ РАЗ.

    Впервые я увидел фильм Таксист будучи еще совсем «неоформившимся» подростком, т. е. молодым человеком, находящимся в пограничной зоне между детством и юностью. Я уже отлично понимал, что, если жизнь и коробка конфет, то нельзя утверждать, что в какой-нибудь из них вместо сладкой начинки не крысиный яд. Тем не менее, окружающие меня реалии в моем сознании были строго отделены от всего, что я на тот момент считал искусством. Ведь в реальной жизни можно встретиться разве что с ленью, корыстью, злобой, насилием и нищетой(как материальной так и духовной). Красочная картинка телеэкрана, должна была, на мой взгляд услаждать разум различными опьяняющими иллюзиями, а душу — сладостно-приторными чувствами. Как известно, точка зрения, что всякое искусство должно служить исключительно для развлечения поддерживается абсолютным большинством, и я, как вы уже поняли, состоял в этом большинстве до того момента как узнал Трэвиса Бикля.

    О ПЕРСОНАЖЕ.

    Главный герой — на первый взгляд обычный таксист, неизменно и честно, выполняющий свою работу. Молчаливый, услужливый, ответственный он производит впечатление простого среднего «тихого американца»… Но за внешним фасадом спокойного характера скрывается всепожирающий огонь смертельного противоречия.

    Зритель, наблюдающий за персонажем, имеет возможность видеть постепенное погружение Бикля в социальную преисподнюю. Мартин Скорсезе, будто современный Виргилий, безжалостно проводит героя по всем кругам урбанизированного ада, наиболее страшным из которых является встреча Бикля с самой невинностью и чистотой в лице 13-летней девочки, пойманной в порочные сети развращенного общества. Понимая, что очистить весь город от скверны не удастся, он решает попытаться спасти хотя бы ее.

    РОЛЬ «ТАКСИСТА» В КИНО.

    Если вы разумный человек, любящий кинематограф, то я бы настоятельно советовал вам ознакомиться с творением Питера Бискинда «Беспечные ездоки, бешеные быки» или (если вы не фанат литературы), хотя бы с документальным фильмом с аналогичным названием. Лично меня книга привела в восторг, потому что все современные боги кинематографа показаны в ней исключительно с человеческой, житейской стороны. Я не берусь рассуждать об ее правдивости, но вздрызг пьяный Коппола, посреди съемок Апокалипсиса запершийся в трейлере, в то время как декорации стоимостью 1,5 млн$ сметает вьетнамским ураганом или нанюхавшийся до пончикряков Скорсезе, наркотическую зависимость которого смог поднять на рога только бешеный бык Де Ниро, неустанно вытаскивающий своего друга из депрессии (этакий Штольц) — все это довольно типично для Америки 60-70 г. 

    А фильм Таксист — одно из последних звеньев в том мощнейшем, крупнейшем повороте к реальности, который в это время совершал Американский кинематограф. Наряду с «МЭШ», «Беспеченым ездоком», «Апокалипсисом» он является одним из лучших (возможно самым лучшим) представителем ново-реалистического жанра (уже 20-лет как существовавшего в Европе). К сожалению, эта волна быстро разбилась, но ее влияние на кино в целом как никогда ощущается и сегодня. Ведь хотя таких характерных светлых героев как Тревис Бикль уже нет, но жизнь все такая же темная… Как не крути.

    2 января 2014 | 16:51

    Странный фильм. Герой де Ниро, плавающий по темным улицам Нью-Йорка между жизнью и смертью, совершает примерно то же, что, простите, Родион Раскольников, только с точностью до наоборот. Герой-таксист противостоит миру вокруг, чтобы сделать его лучше согласно разумению, не изобретая теорий о высших людях. Петербургский студент, опустив обух на темечко процентщицы, выпадает из этого мира в состояние экзистенциальной отчужденности, он вычеркивает себя из списков живых и душевно здоровых, а все ради того, чтобы поставить эксперимент. Эксперимент проваливается, героя спасает другая падшая душа.

    В «Таксисте» все не так. Трэвис изначально пребывает в этом мире, но видит, что мир этот становится все хуже и хуже, сам отчуждается от человека. В мире, короче говоря, становится неуютно жить. И кровавая бойня в борделе — отчаянная попытка вернуться в этот мир и вернуть в него справедливость. Трэвис обретает свое истинное я, о котором рассказывал Колдун, на раздолбанном диване в грязном притоне. Думаю, он получил шанс продолжать жить только из-за того, что не пытался стать сверхчеловеком.

    9 из 10

    6 июня 2010 | 22:35

    Авторское кино — это искусство говорить о том, что наболело, что мучает, что спать не дает по ночам. В те годы массовым сознанием американских граждан владела одна большая проблема. И режиссер уровня Мартина Скорсезе просто не мог остаться в стороне. В качестве основы фильма выступает одно из следствий участия США в войне во Вьетнаме, а именно — «Вьетнамский синдром». Его сущность заключается в отказе американцев выступать в поддержку участия США в военных кампаниях, которые носят длительный характер и не имеют четких военных и политических целей. Если присмотреться, то можно найти множество аналогий с картиной Френсиса Копполы «Апокалипсис сегодня». Прежде всего — это процесс разложения американской армии, основной причиной которого была видимая для солдат бессмысленность долгой войны. Вот только герой Роберта Де Ниро не плывет на лодке по реке, а колесит на такси по инфернальным улицам самого «свободного» города мира. Однако сути это не меняет, на экране мутное течение войны во Вьетнаме, а «лодку на колесах» то и дело обливают водой из пожарных гидрантов. Кроме того, следует отметить «тягучую» операторскую работу Майкла Чэпмена и блюзовый саундтрек композитора Бернарда Херрманна, который то и дело прерывается жесткой перкуссией.

    Многие из будущих дезертиров шли на войну по собственному желанию и покидали части, терзаемые страхами и ужасами войны. Проблему их легализации американская власть пыталась решить сразу же после ее окончания. У Трэвиса нет разрешения на ношение оружия, однако он избегает ответственности. То, что он доброволец, мы видим в начале, когда он устраивается таксистом и готов работать где угодно и когда угодно. Именно там он наблюдает распространение наркомании среди коллег-солдат, продажу своих же боеприпасов-номеров кому попало, изощренные пытки клиентов-вьетнамцев. Но дезертировал в своем сознании он после отказа подружки, который герой воспринимает как предательство, обман. Кстати, о подружке. На мой взгляд, она олицетворяет те призрачные и абстрактные идеалы, за которые воевали солдаты. Зовут ее Бетси (Сибилл Шепард) и работает она в предвыборном штабе некоего кандидата в президенты, где «продает жидкость для промывания мозгов». Ее имя удивительно созвучно с прозвищем будущей первой леди США — Элизабет «Бетти» Форд. Однако события в фильме касаются более раннего периода войны во Вьетнаме, когда ее муж Джеральд Форд еще был вице-президентом в штабе своего предшественника. Таким образом, наш кандидат — Ричард Никсон, будущий победитель президентских выборов 1968-ого года, выступавший под лозунгом завершения войны «почётным миром». Он внимательно слушает в «такси войны» солдата Трэвиса, и, кажется, понимает. Более того, он изначально не хотел в него садиться и говорил о проблеме Калифорнии, которая была основным поставщиком живых ресурсов на войне. В дальнейшем, Бетси в своем штабе помогает ему написать так называемую «Доктрину Никсона», которая была призвана помочь закончить войну. Вот некоторые строчки из нее: «Мы, американцы, самостоятельные люди. Мы — нетерпеливые люди. Вместо того, чтобы поручить кому-то другому сделать какую-либо работу, мы работаем непосредственно сами. Защита свободы — дело не только Соединенных Штатов. Это в первую очередь ответственность людей, свободе которых угрожают». На митинге в свою поддержку он еще более категоричен: «Мы несем бремя страданий по вине кучки политиканов, мы не хотим воевать за интересы кучки олигархов».

    Так почему же наш герой в конце хотел его убить? «Чем ты занимаешься, тем ты и становишься, поскольку выбора у тебя нет» — говорит ему Колдун (Питер Бойл), коллега по ремеслу. Дело в том, что персонаж Де Ниро — своего рода всечеловек, наиболее американский из киногероев, бесправная жертва амбиций нации. Он не столько одинокий, как это звучит в слогане или самом фильме, сколько «несвободный». Прическа ирокез, которую выстригали себе солдаты, уходившие берсерками в джунгли, это еще и отсылка на коренное население Америки, индейцев, чью свободу украли и поселили в резервации. И как говорит сам Трэвис: «Нашелся человек, которому всё это надоело, который восстанет против всего этого дерьма». Последние цветы его души сожжены, комок противоречий распутан, время действовать. А поскольку рыба гниет с головы, надо убить президента. Кроме того, в этой попытке мести героя можно узреть акцию протеста «Поход на Пентагон», одно из знаковых событий в истории американского антивоенного движения. Случилось оно на исходе так называемого «лета любви», в октябре 1967-ого года, когда после митинга у мемориала Линкольна огромная толпа двинулась в направлении Пентагона, намереваясь «изгнать духов ненависти» из здания и поднять его в воздух. Однако там она была встречена военными полицейскими и национальными гвардейцами.

    Вернемся чуть назад, вспомним эпизод в машине, когда к Трэвису подсаживается полубезумный бизнесмен (в исполнении самого режиссера). Он видит в окне силуэт якобы своей жены, изменяющей ему с цветным, и говорит о намерении убить ее, выстрелить ей между ног. По сути, это предыстория войны во Вьетнаме в миниатюре, когда высшее политическое руководство страны поворачивает мысли населения к насилию. Силуэт жены в данном случае химера той самой свободы, независимости, демократии и прочих громких словечек, которыми политики так любят пользоваться, а также образ матерей лишенных потомства.

    В дальнейшем режиссер знакомит нас с движением хиппи, которое появилось из молодёжи, протестующей против этой войны. Эта субкультура включает в себя жизнь в коммунах, равное распределение благ, нередко с участием незнакомых людей, употребление психоделических веществ, «свободную любовь». Но поскольку наш герой способен к критическому мышлению, от наркотиков он все же отказывается. И так как его план мести на высшем уровне не сработал, он решает уничтожить рассадник заразы на уровне борделя-коммуны. В лице малолетней проститутки Айрис (Джоди Фостер), которую якобы любит сутенер Харви Кейтель (и называет дешевкой), можно увидеть собирательный образ рекрутов, призывников американской армии, большая часть из которых были моложе 21 года, то есть, не достигли совершеннолетия, зрелости. Одна дурь (гороскопы) в голове. И расстрел паразитов-рабовладельцев выглядит как ответ на плакаты демонстрантов со словами: «Проиграй во Вьетнаме, но доставь парней домой» и письма матерей: «Верните нам наших мальчиков». Поскольку самостоятельно эти дети цветов домой возвращаться не хотели или под влиянием наркотиков уже не могли. Этот план Трэвиса срабатывает, и в дальнейшем родители девочки пишут ему благодарственные письма. Однако культовая сцена с выстрелом героя в висок не позволяет с уверенностью утверждать, что они дошли до адресата. Количество солдат, покончивших жизнь самоубийством после Вьетнама, зачастую оценивается большим числом, чем погибло на самой войне. Кстати, сам герой тоже пишет письмо своим родителям на открытке с бойскаутами, где (как и каждый солдат) обещает вернуться.

    3 мая 2013 | 22:51

    «Таксист» — один из самых моих любимых фильмов. Это творение Мартина Скорсезе я ставлю выше его других шедевров. Этот фильм многогранен. Отмечу лишь те грани, которые не удалось увидеть в предыдущих рецензиях. Имя «Тревис» полно символизма. Оно и олицетворяет одиночество, так прекрасно переданное в этом фильме. Вспомните также Тревиса из «Париж Техас» Вима Вендерса.

    Второй нюанс — это Нью-Йорк. Как резко он контрастирует с городом в «Нью-Йорк, я тебя люблю». Этот Нью-Йорк грязен, полон пороков и чудовищен. Сродни Парижу из «Необратимости». Де Ниро неподражаем. Видеоряд великолепен. Музыка шедевральна.

    10 из 10

    9 января 2010 | 21:19

    Для своего времени фильм стал откровением. Да и сейчас мало подобных фильмов. Он местами наивен. Но Де Ниро бесподобен, неподражаем. Это настоящая актёрская школа, многие актёры должны принять игру Роберта в этом фильме за эталон, идеал, к которому надо стремиться.

    14 февраля 2007 | 23:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 525 руб.
    саундтрек, 631 руб.
    саундтрек, 604 руб.
    подробнее

    Новости


    В канун Хэллоуина американский прокат ожидаемо открыл двери для достаточно мрачных проектов. Из них американских критиков покорил «Стрингер» Дэна Гилроя, работавшего вместе с братом Тони над «Эволюцией Борна». Игру Джейка Джилленхола в этой картине сравнивают с перформансом Де Ниро в «Таксисте». Намного прохладнее пресса отнеслась к триллеру «Прежде чем я усну». (...)
     
    все новости

    Интервью


    В фильме про боксеров, пусть и в преклонном возрасте, как в нашем случае, без ударов не обойтись. Так что в «Забойном реванше» мы с Бобби обменялись парой затрещин. Но без фанатизма. Такого, например, как в фильмах «Рокки». Там я снимался и работал с профессиональными спортсменами. И порой от них получал такие нокауты, что страшно вспомнить. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Чему научило Стивена Спилберга «Головокружение»? Какую отсылку к «Психо» Мартин Скорсезе запрятал в «Бешеного быка»? Как «Окно во двор» и «Тень сомнения» вдохновили Дэвида Линча на «Синий бархат» и «Твин Пикс»? По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    «Грязные танцы», «Заводной апельсин», «Таксист», «Челюсти», «Я — легенда», «Титаник» «Темный рыцарь» — вот только часть фильмов, что подверглись едкому разбору, основанному на взрывной смеси психоанализа и философии. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper89 535 000
    2.Шафер напрокатThe Wedding Ringer20 600 000
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington18 966 000
    4.Заложница 3Taken 314 625 000
    5.СельмаSelma8 785 000
    16.01 — 18.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Заложница 3Taken 3118 713 811
    2.Ночь в музее: Секрет гробницыNight at the Museum: Secret of the Tomb103 901 478
    3.Женщина в черном 2: Ангел смертиThe Woman in Black 2: Angel of Death59 586 957
    4.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings57 708 116
    5.Три богатыря: Ход конем51 370 255
    15.01 — 18.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 237 0022 529 897
    Деньги620 663 645 руб.669 680 392
    Цена билета277,45 руб.6,76
    15.01 — 18.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Джентльмены удачи8.477
    41.Запах женщиныScent of a Woman8.477
    42.Огни большого городаCity Lights8.477
    43.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.477
    44.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.474
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Робот по имени ЧаппиChappie96.10%
    7.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse94.99%
    8.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.96%
    9.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.93%
    10.Земля будущегоTomorrowland94.51%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ИгрокThe Gambler14
    Левиафан103
    Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To24
    Вызов бездне 3DDeepsea Challenge 3D1
    Еще один год3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.842
    Ночь в музее: Секрет гробницыNight at the Museum: Secret of the Tomb6.776
    Заложница 3Taken 36.161
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.536
    ИгрокThe Gambler6.125
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Охотник на лисFoxcatcher29.01
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    премьеры