всё о любом фильме:

Пианист

The Pianist
год
страна
слоган«Music was his passion. Survival was his masterpiece»
режиссерРоман Полански
сценарийРональд Харвуд, Владислав Шпильман
продюсерРоберт Бенмусса, Роман Полански, Ален Сард, ...
операторПавел Эдельман
композиторВойцех Киляр
художникАллан Старски, Ненад Печур, Анна Б. Шеппард, ...
монтажЭрве де Люз
жанр драма, военный, биография, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$178 606
зрители
США  5.23 млн,    Франция  1.74 млн,    Испания  1.61 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время149 мин. / 02:29
Фильм снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши 30-х годов прошлого века. Главный герой фильма — Владек — занимается искусством до тех пор, пока территорию Польши не занимают нацисты. Жизнь всех евреев меняется: их помещают в Варшавское гетто, запрещают работать, унижают, заставляют носить отличительные повязки, а через некоторое время отправляют в концлагерь.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (458 261)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
170 + 8 = 178
8.2
в России
43%
3 + 4 = 7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Владислав Шпильман, бывший узник варшавского гетто, реальный польский пианист скончался в 2000 году.
    • Во время съёмок фильма, в Кракове, Полански встретил человека, который помогал его семье во время войны.
    • Чтобы понять, что чувствовал его герой, Броуди съехал с квартиры, продал машину и не смотрел телевизор.
    • Эдриан Броуди сбросил 14 килограмм для роли Владека Шпильмана, сидя в течение 6 недель на диете из двух варёных яиц и зелёного чая на завтрак, цыплёнка на обед и кусочка рыбки или цыплёнка с варёными овощами на ужин. Изначально его вес составлял 73 килограмма (при росте 185 см).
    • Это первый фильм, который получил приз Сезара как лучший фильм, в котором не было произнесено ни слова по-французски.
    • Во время съёмок в эпизоде, где герою Броуди надо было прыгать в окно, несмотря на лежащий внизу страховочный мат, Броуди замешкался и спросил: «Кто-нибудь уже пробовал прыгать в это окно?» Все помотали головами. «Что, никто не прыгал?» — переспросил он. И тут Полански взял и сиганул в окно. Уже снизу он крикнул: «Ну вот, кто-то попробовал. Теперь твоя очередь!» Броуди прыгнул, здорово ударившись лицом и ободрав ребра.
    • В сценах депортации в массовке в роли одного из детей снялся Даниэль Шпильман — внук Владислава Шпильмана, а одного из еврейских полицейских сыграл его отец и сын Владислава Анджей Шпильман.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой Шпильмана спасают от отправки в лагерь и говорят «Только не беги», навеяна событиями имевшими место в жизни самого Полански.
    • Музыка, которая раздаётся в конце фильма из грузовика, разъезжающего по руинам — польский гимн. Вот почему Шпильман понимает, что он спасён.
    • еще 6 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Кому-то данная лента Романа Полянского кажется холодной и бесстрастной, хотя эти определения несправедливы. Скорее можно сказать, что его картина настолько объективна, насколько способен быть несубъективным человек, лично испытавший ужасы войны и Холокоста. Причём это касается не только главного героя, польского музыканта Владислава Шпильмана, который чудом сумел выжить в страшную эпоху и умер в возрасте 88 лет накануне съёмок «Пианиста» на основе его мемуаров. Ведь и Роман Полянский — пожалуй, первый из режиссёров мирового уровня, который только на исходе седьмого десятка лет своей жизни решил обратиться к тому, что знал отнюдь не понаслышке и пережил, как говорится, на собственной шкуре. Он столь же непостижимо избежал трагической участи своих родителей, сгинувших в концлагере, и, выбравшись из краковского гетто, скрывался в деревне. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8532 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Пианист» Романа Полански произвел на меня огромное впечатление.

    Первое, что хотелось отметить, это великолепный актерский состав. Все актеры выглядят очень убедительно в своих ролях, особенно хочется выделить исполнителя главной роли, талантливого актера — Эдриана Броуди. Это, бесспорно, его лучшая картина. Картина, которая принесла ему Оскар за лучшую мужскую роль и признание кинокритиков.

    Фильм действительно страшный. Смерть, унижение, голод, страх. Некоторые сцены просто тяжело смотреть, вспомнить хотя бы момент, когда беспомощного старика в инвалидной коляске сбрасывают с балкона и делают это так, как будто это вовсе не человек, а тряпичная кукла. Таких эпизодов в «Пианисте» очень много. Они и создают атмосферу ужаса и боли.

    К плюсам картины можно отнести проделанные работы оператора и композитора. Съемочной команде удалось передать все страдания того времени. Невидимая связь между героями и зрителем это, по большому счету, их заслуга. Музыка в фильме бесподобна. Мне, как пианисту, было приятно услышать произведения Шопена и других классиков.

    Минусов в фильме я не нашел, а может и не заметил. «Пианист» держит в напряжении до самого конца. Даже когда советские войска освободили Варшаву.

    Фильм заслуживает наивысшей оценки.

    10 из 10

    22 февраля 2010 | 21:32

    «Пианист» — очень тяжелый фильм. Смотря его, больше задумываешься над тем, как и за что люди презирают и ненавидят другие расы. Хотя немцев, вернее фашистов (так как не все немцы такие), сложно назвать людьми.

    Касаемо того, как показана обстановка, как переживает истребление еврейский народ и Шпильман в частности, возникает чувство, будто режиссер был там, был в Польше Второй Мировой. Так четко и насыщенно снята картина.

    Я раньше не задумывался над тем, что такое голод. Я не знаю, что это. Захотел — поел. Но здесь… Режиссер показывает голод во всей «красе»: люди не едят сутками, неделями, теряют сознание, умирают. Покупают конфету за 20 злотых и делят на 6 частей. Это ведь всего одна конфетка! Едят крупу не готовя, хранят одну картофелину на самый черный день (хотя казалось бы, куда еще чернее).

    Расстрелы. Страшно. Жизнь человека не стоит ничего. Из колонны евреев выбираются случайно те, кого расстреляют. Лежишь живой — и вот пуля в голове, а человек БЫЛ. Люди уже перестают плакать, потому что видеть мертвых, видеть своих друзей среди мертвых — это уже привычное дело. Хотя как к такому привыкнуть?!

    Для нас эта война — шесть лет. Но как гонимые народы смогли их пережить? Я поражаюсь их силе.

    И последний момент, на который я хочу обратить внимание — это игра Шпильмана на пианино перед немцем. Прошла примерно половина этой сцены, я поставил на паузу. Я не знаю, что будет после, не знаю, останется ли Шпильман жив. Может, этот немец не станет его убивать и тут будет показана другая сторона немецкого народа, где большинство из них пошло на войну против воли, не желая истреблять нации? А, может, этот немец послушает игру и просто пристрелит Шпильмана, как какую-то «швайнэ»?

    Что об этом думать, если я могу снять проигрыватель с паузы и все узнать. Хочу поразмышлять о том, что думает Шпильман во время игры и для кого играет. Игра начинается робко, спокойно, а потом перерастает в вихрь, в волну эмоций, среди которых можно различить: «Прощайте!» Это прощание, заключенное в игре на пианино, Шпильмана с этим миром. Он знает, что он умрет, так почему бы в последний раз не сыграть для СЕБЯ (да, он играет не для немца, а для себя) эту композицию…

    Я еще не досмотрел этот фильм, но мне кажется, что нажав «Play», я удивлюсь, так как все должно произойти не так, как я думаю. Я надеюсь на это…

    10 из 10

    9 ноября 2010 | 20:55

    Роман Полански является одним из моих любимых режиссеров. Этот человек настоящий режиссер, который снимает прекрасные и замечательные фильмы, которые становятся шедеврами и носят особую ценность и исключительность в мировом кинематографе.

    «Пианист» — фильм, который является лучшей работой этого режиссера и самой хваленой и почитаемой. Это кино несет с собой глубочайшую драму, в которой так трогательно и правдоподобно показаны ужас войны и слезы и герое несчастных и бедных евреев.

    Мы видим главного героя, которого блестяще играет Эдриан Броуди. Он теряет свою семью и пытается выжить в очень нелегкое время Второй мировой войны, в которой быть евреем, означало быть уже мертвым. Режиссер показал драматичные и шокирующие моменты того времени, которые настолько шокируют и вводят в страх и ужас, что это состояние нельзя передать словами. Роману Полански удалось сделать этот фильм шедевром и невероятно глубочайшей, военной драмой, которая трогает зрителя до глубины души.

    Этот фильм один из немногих европейских фильмов, который получил такой огромный успех во всем мире. Но почему? Думаю, потому что это кино носит в себе биографическую правду, отличную режиссерскую работу и чрезвычайно трогательную историю. Кому ли не знать как не режиссеру этого фильма, как жилось в то нелегкое и тяжелое время, ведь его самого коснулась война, и он знает все ужасы и боль того ужасного и темного времени. Хочется поблагодарить Романа Поланского за это кино, которое стало одним из моих любимых фильмов из всего мирового кинематографа.

    В «Пианисте» есть настолько сильные и трогательные моменты, что наворачиваются слезы. Хотелось так же заметить, что актер Эдриан Броуди, играющий в этом фильме главного героя, играет превосходно: крайне эмоционально, драматично, а главное талантливо и убедительно. Его игра и жалостливые глаза трогают до глубины души.

    «The Pianist» — кино, которое должен увидеть каждый и прочувствовать всю атмосферу и историю, которую нам так ярко и драматично показал взгляд на то время и работа этого прекрасного и удивительно талантливого режиссера.

    Приятного просмотра!

    10 из 10

    11 июля 2013 | 13:58

    Я начинаю писать о фильме «Пианист», находясь в каком-то не совсем понятном для себя состоянии. Прозвучали последние звуки дивной музыки, которой пропитана картина, и вот я, как мне кажется, готов поделиться собственным мнением, рассказать о переживаниях, но почему-то с большим трудом мне едва удается систематизировать все увиденное в своей голове. Меня все больше и больше накрывает груз мыслей, порожденных этим фильмом. Они с новой силой довлеют надо мной, погружая в бездонную меланхолию. И трудно сказать, что именно вызывает все это: отдельные эпизоды или картина в целом.

    Фильмов о холокосте снято не мало. И хотя в центре каждого из них находится еврейская трагедия, все они отличаются. «Пианист» не стал исключением, он определенно несет в кинематограф совершенно новые идеи, открывая значительные горизонты для размышлений. В средине всего происходящего находится польский еврей Владислав Шпильман (Эдриан Броуди), но до войны вряд ли кого интересовала национальность, ведь все знают его, как выдающегося пианиста, способного пробудить своей виртуозной игрой бурю эмоций у любого человека. Его типаж свойственен величайшим музыкантам всех времен: он спокоен и рассудителен, он добрый человек, обладающий невероятно тонкой душой и отдающийся своим увлечениям без остатка. Впрочем, его, как и миллионы остальных, настигает безжалостная и лишенная всякого смысла война. Война, которая забирает все: здоровье, семью, даже человеческий облик, оставляя лишь душевную пустоту, горы трупов и первобытные повадки любому, кого она коснется.

    Стоит отметить талантливую игру Эдриана Броуди, который заставил поверить в каждое сказанное слово и каждое судорожное вздрагивание пальцев, символизирующее живительную силу музыки. Демонстрируя, что музыка живет во всех — это одна из немногих вещей, что нельзя вырвать из человеческого сознания. Это чудо, спасающее и дарующее надежду. Музыка — это отличительная черта фильма, классика звучит прекрасно, усиливая впечатление от просмотренного. Здесь музыкальные шедевры характеризуют искусство, как таковое, ведь именно естественная красота искусства способна спасти мир от многих войн, и это одна из главных задумок фильма. Кстати, важно и то, что перед красотой этой все равны и в ней нет деления на высшую и низшую расы!

    Кроме того, Роман Полански, в свою очередь, справился с режиссурой неимоверно здорово. В его фильме можно прочувствовать отголоски его военного детства и, вероятно, его душевные переживания, которые с ним связаны. Каждая сцена, что переплетена со зверством оккупантов или же непритворным человеческим горем действительно угнетает. Фильм выворачивает душу, расширяя зрачки до огромных размеров, но отнюдь не призван вызывать скупую слезу или безудержные рыдания!

    Я думаю, что люди, которые не посмотрели картину, просто обязаны ее посмотреть и сами должны почувствовать на себе ее атмосферу, так как действительно сложно передать все переживания словами. Прикоснитесь к шедевру, который не стоит оценивать! Да и оценить не возможно, пока все мысли не улягутся в голове. В чем, собственно, и сила этого фильма!

    10 августа 2012 | 00:08

    Есть у меня одна странная мечта: посмотреть все фильмы из списка Топ-250 Кинопоиска. И пусть туда периодически попадают новинки, а что-то соответственно пропадает из «избранного», основное все равно не меняется. Такая своеобразная классика: «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Форрест Гамп», «1+1», «Список Шиндлера», «Леон», «Король лев» и так далее.

    На многие фильмы из Топа нужен специальный настрой и особая атмосфера. В большинстве своем они требуют тишины и осмысления. В списке из 250 лент немало, посвященных Холокосту. Это неудивительно. Сложно остаться равнодушными к страданиям еврейского народа. Вновь и вновь режиссеры рассказывают нам об ужасах геноцида. Каждый фильм цепляет, задевает за живое, напоминает о прошлом, предостерегает от подобных ошибок в будущем.

    Сегодня пришел черед «Пианиста». 22 место. Неподражаемый Эдриан Броуди в ленте Романа Полянски, знакомого с геноцидом не понаслышке. Фильм основан на реальных событиях.

    Зачаровывающая лента. Пугающая обыденностью происходящего. Вот бомба. Вот ограничения на финансы в доме. Вот прогоняют евреев с тротуара. Вот им запретили посещать общественные места. Вот заставили носить повязки. А дальше недалеко до создания гетто, притеснений там, поездов в трудовые лагеря, расстрелы от скуки и прочее. Но жизнь не останавливается. Ходят трамваи, богатые ужинают в ресторанах под хорошую музыку, покупается золото, играются свадьбы, учатся играть на пианино.

    Кто-то живет в филиале ада на земле, а кто-то наслаждается жизнью всего лишь за стеной.

    Этот фильм сложно назвать шедевром по нынешним меркам. Минимум спецэффектов, нет эротики, никто не спасает мир, вертолеты не взрываются, корабли не бороздят просторы вселенной и даже мутантов не показывают. Но он важнее любого бестселлера. Потому что взывает не к человеческой потребности в «зрелищах», но обращается к «хлебу», без которого существование невозможно.

    Когда я видела голодного, собирающего кашу с земли, главного героя, вскрывающего консервную банку с огурцами, сами собой вспоминались бабушкины рассказы о блокаде. Война — это всегда страшно. А голод — один из самых смертоносных ее спутников.

    Подобные фильмы не просто нужно «смотреть всем». Их нужно передавать сохранять для следующих поколений. Показывать своим детям и внукам. Чтобы история не повторилась. Чтобы не было больше места на планете ни холокосту, ни геноциду, ни конц. лагерям.

    Спасибо Роману Полански и Эдриану Броуди за два с половиной часа напоминания. Спасибо Фредерику Шопену за музыкальное сопровождение.

    10 из 10

    19 августа 2014 | 08:46

    Я помню, как первый раз узнал об этом фильме. Тогда, купив очередную видеокассету, я увидел перед фильмом рекламу. Среди многих картин показали и отрывки из «Пианиста». Разрушенный город, жестокость и смерть… Тогда я ничего не понимал еще в искусстве и в искусстве киношном в частности. Через многие годы именно на этом сайте в рекомендации мне попалась данная картина. Я прочитал многие из рецензий на нее. Я знал, что фильм будет тяжелым, трудным к просмотру. И вот я наконец его посмотрел.

    Первые ощущения после просмотра были таковы, что мне хотелось просто смотреть на черный экран монитора и думать о всех этих трудностях жизни, осознавать и понимать то многое, что я доселе не понимал. Этот фильм подействовал на меня как никакой другой. Не буду говорить банальностей типа супер фильм и прекрасная игра актеров. В таком фильме это является неотъемлемой частью. Фильм рассказывает о тяжелой судьбе польского пианиста Владека Шпильмана, его семье, его друзьях и знакомых, которые оказались втянуты в войну по непонятной мне причине. Что с того, что они евреи? Унижения, боль, утраты…

    Фильм затрагивает до глубины души. Начинаешь задумываться, что бы я сделал на месте этого пианиста… Убежал? Стал бы рабом? Покончил жизнь самоубийством? Наверное, каждый ответит, что он бы дрался до последних сил… И наверное, это было бы правильным решением. Так и поступил сам Владек. Наперекор всему! Наперекор судьбе! Наперекор вызовам со стороны гитлеровской армады! Он жил! Пусть это и нельзя назвать полноценной жизнью, даже скорее это просто существование… Но он верил. Кто-то ему помогал, кто-то пытался поймать его и сдать. Его били, унижали, пытались убить. и вот, когда уже казалось, что все кончено, к нему пришло спасение. Один из офицеров немецкой армии обнаруживает пианиста в заброшенном, разрушенном доме. Сожалея о своих деяних и понимая, что он — офицер немецкой армии — ничего полезного и хорошего так в своей военной жизни и не сделал, он помогает Владеку выжить. Приносит ему еды, одежду. Таким образом, как мне кажется, он пытается загладить вину перед всевышним за все сови прежние деяния и в лице Шпильмана он хочет извиниться перед всеми своими жертвами… Я не буду рассказывать, чем кончился фильм. Прочувствуйте и посмотрите его сами.

    Назову лишь момент, который поверг меня в шок. Брат Шпильмана торговал книгами, дешевыми и старыми книгами. Он продавал по одной книге в день. А если и продавал, то это была уже огромная победа для него и семьи Шпильманов. Три злата за книгу… Три… Когда всех евреев отловили и стали перевозить, маленький мальчик ходил меж плачущих, убитых и раненых «изгоев». И вот он подошел к Шпильманам. «Конфету? — спросил он, — 20 златов!» «Да, конечно… — бедная и убитая горем семья наскребла последние деньги на маленькую карамельку… 20 златов… 20…

    Война изменила всех. Но музыка будет жизнь всегда. Эти божественные звуки вечны…

    10 из 10

    26 августа 2008 | 23:32

    Ну да, победа на Канском фестивале сделала свое дело. Это не первоисточник, который не все читали, а расходящаяся аки круги на воде после брошенного камня слава разрекламировала «Пианиста» достаточно однобоко.

    С определенной позиции, фильм Романа Полански не только о холокосте. В центре находится личность этого самого Владека, этого сферического интеллигента в вакууме, еврейство которого проявляется в первую очередь сквозь иррациональную нацисткую ненависть.

    Показанное направленно не сколько против одной нашей невинной жертвы, сколько против войны, или же таких вот Владиславов на ней. Безусловно, человек, вызвавший такие противоречивые чувства за счет своей реалистичной трусости и вероятных угрызений совести после начала одиноких скитаний по озлобленной (озлобленность росла по мере приближения освобождения) Варшаве, явно не был создан для открытой борьбы. Нет, наш герой ничто вне треугольника «дом-радио-филармония», по обстоятельствах — еще и дешевого бара, где он самым натуральным образом прогибается под пособниками оккупантов.

    Конечно, не мне осуждать человека, и то, как он продлевал свое пребывание на белом свете, до и после того, как был вырван из контекста своей дружной семьи. Между тем, любопытно понаблюдать, как дичают вдали от себе подобных такие вот люди высокого искусства.

    В назидание всем, кто, по видимому, недостаточно любил ближнего своего, пока было время. И тем, чьи представления о справедливости ограничиваются знаменитой «победителей не судят», о чем еще можно поразглагольствовать после финальных титров. И даже тем ископаемым, искренне полагающим, что «еврейские мерзавцы (грабители-лицемеры-и т. д.)» заслужили свою участь. Посмотреть стоит в любом случае.

    5 июня 2015 | 18:28

    В современных фильмах о войне, особенно наших, мне не нравится то, что в них слишком много гнилющей человеческой подлости. Смотришь на какого-нибудь подлого персонажа, пусть даже в конце его настигнет кара, и так отвратительно становится, аж жуть. Поменьше бы таких фильмов, потому что этого нам и в жизни хватает, а хочется чего-то, что не вызывало бы ярких отрицательных эмоций.

    Что самое интересное — несмотря на многочисленные жестокие сцены насилия, убийств, казней, фильм Пианист не оставил неприятно осадка. Ни капельки. Напротив, запомнились только какие-то человечные сцены — когда, казалось бы, дубовый полицай спасает героя. А чего стоит один персонаж немецкого офицера, который прикрывал и кормил его?

    Наверное, именно за это зрители и любят фильм. Не за награды — то, что фильм соберет кучу призов, было очевидно — военная тематика, антисемитизм и нацистский беспредел, фамилия режиссера в конце концов. Но дело совсем не в этом. А дело в том, что добро побеждает зло. Звучит банально, но так и есть. Добро побеждает зло. Поэтому этот фильм про добро, и сам этот фильм — добро. Пусть оно изображено иногда черной краской, иногда кроваво-красной — не важно. Смысл от этого не меняется. Но про себя однозначно могу сказать — после просмотра захотелось сделать что-нибудь доброе. Захотелось стать человечнее и внимательнее к другим людям. Надеюсь, и вам тоже.

    8 мая 2011 | 00:30

    Ещё одна история о том как плохо жилось евреям во время Второй мировой. Переплюнуть «Список Шиндлера» не получилось по одной простой причине — там тоже есть классическая музыка. Странно но только эта музыка и вытягивает фильм, придаёт ему больше драматизма, конечно жалко бедного бородатого Броуди.

    Из-за чего столько шума было в своё время вокруг фильма? Неужели из-за Палански? Снят «Пианист» конечно очень хорошо, и декорации красивые, и история грустная, но всё равно не то. За одно имя создателей ему столько почестей? Навряд ли. А может и так, какая разница? Кино смотреть можно! Что ещё надо?

    Однозначно не самая лучшая работа Палански, но близко.

    9 из 10

    10 мая 2010 | 17:04

    …Нас воспитала красота развалин…

    Вы никогда не задумывались, сколько в убогой грязи может быть одухотворенной красоты, — красоты незаслуженно растоптанной и развенчанной неизбежными и фатальными обстоятельствами?

    Меня об этом заставил задуматься «Пианист» Романа Полански.

    Его «Пианисту» я никаких оценок ставить не буду, за меня это уже сделали мировые критики в 2002 году, ошеломленные и потрясенные картиной не меньше, чем рядовой зритель.

    Скажу лишь только, что это были 7 «Сезаров» (не смотря на то, что в фильме нет ни одной реплики на французском языке), 8 призов «Орел» в Польше, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля и вдобавок британская академия в 2003 году присудила Роману премию Дэвида Лина за достижения в режиссуре.

    А Эдриан Броуди в свои 29 лет стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль, — заслуженным обладателем, вне всяких сомнений и стереотипов.

    Потому что в образе величайшего пианиста Владислава Шпильмана он был неимоверно органичен и достоверен: долговязый интеллигент с тихим проникновенным голосом, немножко неуклюжий, с необыкновенно лучистыми глазами, наделенный каким-то божественным сиянием.

    Почти библейский персонаж с воспламененной душой художника.

    У Романа Полански просто душевная потребность работать с этим сиянием. И если ранее функцию этого небесного ореола в его творчестве выполняла Эммануэль Сенье, то в 2002 году в своем «Пианисте» он доверил эту роль малоизвестному на тот момент Эдриану Броуди. Не зря доверил.

    И на пленку легла история горестных скитаний, унижений и лишений выдающегося польского пианиста Шпильмана еврейской национальности, потерявшего во время Холокоста всех своих родственников, но чудом уцелевшего и бежавшего из Варшавского гетто, — ему суждено было выжить и спастись.

    Выжить не ради себя самого, а ради своей музыки, которая незримо играла в его душе на протяжении всей картины.
    Он нес эту музыку как древний скрижаль с заповедями и только благодаря этому выжил.
    Музыка была его внутренним стержнем, и только потому он не сломался.

    И это была тема, лично выстраданная самим Романом Полански в краковском гетто.

    Полански никогда не любил себя слабого, может быть, подсознательно пытаясь утопить свой человеческий надлом в отрешенном цинизме, а его в картине достаточно.

    Через всю картину сочится надрывное детское воспоминание самого режиссера, которое зацепилось и вросло своими корнями в еще не успевшее окрепнуть сознание ребенка.

    Оно мучило Романа Полански долгие годы, о чем красноречиво говорят его интервью: «Чтобы выжить, я должен быть стать жестоким и злым».

    В этой ленте его детская злость приравнивается к холодному, немного отрешенному цинизму. Во всем читается его ненависть, но не к определенной нации, а к самой войне.

    Война омерзительна и противна как для маленького Раймунда (настоящее имя Полански), так и для Владислава Шпильмана, насильственно отлученному от музыки в 1939 году.

    И я, конечно, не вправе судить его за этот цинизм — это всего лишь дань достоверности.

    Полански никогда не врет в кинематографе, о чем свидетельствовал растроганный и потрясенный участник восстания в Варшавском гетто Марк Эдельман: «Это не фильм — это жизнь!»

    Тема войны, намеренно отснятая в цвете, преподнесена режиссером в трех плоскостях. Это не линейное отношение к ненавистному врагу.

    И как бы то ни было, идея шовинизма в этой картине сознательно не поднимается. К финалу фильма она просто сводится на «нет». И спасение польского пианиста немецким капитаном Вильмом Хозенфельдом — яркое тому подтверждение.

    Если я вам скажу, что в «Пианисте» много души самого Полански, — это, значит, что ничего не скажу.
    И если существует такое понятие как «струны души», то это были не струны, это были оголенные провода под током, он открыл их зрителю и плохо заизолировал.

    Несколько раз от увиденного у меня в жилах стыла кровь, несколько раз я в качестве неискушенного зрителя падала на эти провода, от которых било электричеством и где-то к середине этой картины, я поняла, что больше не могу: это какое-то безумие!

    И сделала для себя неожиданный вывод, что просто психологически я, как зритель, не готова к ТАКОЙ подаче материала. Столько цинизма, столько ужаса, просто леденящего душу ужаса!

    Пожалуй, так меня режиссер не пугал не в одном своем мистическом детективе. Меня ломало и просто хотелось отступить и отвернуться от всего увиденного — настолько сильно Роман Полански в «Пианисте» эмоционально давит по ту сторону камеры.

    Но тем, кто «перетерпит» первую часть картины, режиссер подарит поразительно светлую, насквозь пронизывающую эмоцию, сотканную из раската черно-белых клавиш пианино.

    Волнующую эмоцию переживаний самого Шпильмана, когда он больной и обессилевший прятался на чердаке полуразрушенного дома, надеясь на спасение.

    И случайно обнаруженный в опустевшем городе немецким капитаном Вильмом Хозенфельдом, он играл просто неимоверно, чем и спас себе жизнь.

    Своей игрой он поверг остолбеневшего немца в глубокое душевное потрясение. Это была не просто музыкальная композиция, это был целый хорал человеческих страданий, сомнений, надежды, несостоявшейся любви, боли, страха, обреченности и смирения…

    Вернувшись внутрь, он заиграл
    Не чью-нибудь чужую пьесу,
    Но собственную мысль, хорал,
    Гуденье мессы, шелест леса.
    Раскат импровизаций нес
    Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
    Бульвар под ливнем, стук колес,
    Жизнь улиц, участь одиночек.


    Б. Пастернак «Музыка»

    И, поверженный и взбудораженный, Хозенфельд оставляет ему эту надежду. Потрясенный музыкой, он дает пианисту еды и уходит. И на вопрос Шпильмана: «Зачем Вы это делаете?», он, ни капли не раздумывая, отвечает: «Потому что Бог хочет, чтобы Вы выжили».

    «Пианист» — это кино из первых рук маленького польского мальчика Раймунда — как бы взрослый Роман не открещивался от причастности к своей биографии. Осколки той страшной действительности, которая ему очень дорога, разбросаны по всему фильму.

    Именно через этого талантливого польского интеллигента тонкой душевной конструкции Полански пропустил свое изломанное детство, свои искалеченные воспоминая о Польше 1939 года.

    Я четко видела сквозь худощавое телосложение Эдриана Броуди маленького Раймунда. Именно его глазами смотрел на весь ужас еврейского нацизма испуганный и несчастный пианист Владэк Шпильман.

    «Пианист» 2002 года — это его самая сильная картина и одновременно самая тяжелая по причине своей достоверности, но оттого не менее светлая.

    И не смотря ни на что, это самое безукоризненное произведение Романа Полански, которое мне когда-либо доводилось видеть.

    20 марта 2009 | 19:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Актер Эдриан Броуди присоединился к исторической драме «Император», где он воплотит образ Карла V, одного из крупнейших государственных мужей Европы первой половины XVI столетия. В режиссерском кресле ленты находится Ли ТамахориУмри, но не сейчас»). (...)
     
    все новости

    Интервью


    В «Сталинграде» была поставлена хореография всей сцены, и я переживал, как все пройдет: тут бегут актеры, тут люди с камерами... Но все было настолько четко отработано, что, когда мне показали дубль целиком, я поразился. Глядя на него, не чувствуешь фальши, веришь, что эти люди действительно сталкиваются в бою и убивают друг друга. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Мастер оскаровских кампаний Харви Вайнштейн начал выводить в свет возможных претендентов на премию Американской киноакадемии. Несколько недель назад в США стартовало «Возмездие», в этот уик-энд к нему присоединилась «Роковая страсть», а в конце июня зрители увидят «Хоть раз в жизни» с Кирой Найтли, а Каннский фестиваль открыла «Принцесса Монако». Гонка началась, а КиноПоиск решил составить «оскаровскую памятку Харви», ориентируясь на опыт прошлых лет. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Обычно номинанты в категории «лучший фильм» собирают дополнительные деньги в прокате, но нынешняя пятёрка показывает очень скромные результаты. Впрочем, возможно это связано с тем, что раньше картины-номинанты имели в своём распоряжении весь январь. А в этом году студии выпустили много картин, привлекших внимание озабоченных кризисом американцев. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book43 714 706
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War9 619 300
    3.КиануKeanu9 453 224
    4.Несносные ледиMother's Day8 369 184
    5.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut6 080 496
    29.04 — 01.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж501 037 796
    2.Книга джунглейThe Jungle Book136 470 748
    3.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War44 547 900
    4.Робинзон Крузо: Очень обитаемый островRobinson Crusoe24 458 520
    5.ЗверополисZootopia11 875 087
    22.04 — 24.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.МалышThe Kid8.353
    71.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.347
    72.Летят журавли8.340
    73.Гран ТориноGran Torino8.337
    74.Человек дождяRain Man8.336
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.12%
    27.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.11%
    28.ВаркрафтWarcraft92.87%
    29.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.81%
    30.Ночная жизньLive by Night92.80%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ПравительствоBorgen6
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War30
    ЛюдиHumans8
    ПричудаQuirke3
    Одинокий отецSingle Father8
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.948
    Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджерыRatchet & Clank
    Несносные ледиMother's Day7.069
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    премьеры