всё о любом фильме:

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now
год
страна
слоган«The Horror… The Horror…»
режиссерФренсис Форд Коппола
сценарийДжон Милиус, Френсис Форд Коппола, Майкл Херр, ...
продюсерДжон Эшли, Ким Обри, Френсис Форд Коппола, ...
операторВитторио Стораро
композиторКармине Коппола, Френсис Форд Коппола
художникДин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
монтажЛиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
DVD в США
зрители
США  31.4 млн,    Франция  4.54 млн,    Германия  3.37 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время194 мин. / 03:14
Во время войны во Вьетнаме спецагент отправляется вверх по реке в Камбоджу с приказом найти и убить полусумасшедшего полковника, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного королевства насилия. По пути мы видим почти сюрреалистический мир ужасов войны.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (393 234)
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
74 + 1 = 75
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902).
    • До сих пор Апокалипсис окутывают легенды, что Коппола и многие из съемочной группы снимали фильм, находясь под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном точно уличили актера Сэма Боттомса.
    • Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль-камео. Он снялся в роли журналиста, который делал репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».
    • Внимательно присмотревшись к дальним планам в сценах с Дэннисом Хоппером, можно заметить слова «апокалипсис сегодня», написанных на каменных сооружениях.
    • По версии британского канала Film4 фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете».
    • Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: «Я знаю на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемка продлилась 1 год 4 месяца.
    • Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.
    • Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
    • На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
    • Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
    • Полное имя героя Шина — Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
    • В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкмен.
    • Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
    • Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету — лишь в темноте.
    • Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
    • Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
    • В некоторых сценах звук взлетающих геликоптеров был изобретен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
    • Съемки шли на Филиппинах, и по контракту местный правитель Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе геликоптеры и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал свою воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
    • По графику съемки фильма должны были длиться чуть больше шести недель. Они затянулись до 16 месяцев.
    • На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
    • У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
    • Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
    • Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук геликоптеров) испортили большинство сцен с диалогами.
    • Ряд фотографий полковника Куртца из его досье были кадрами из фильма «Блики в золотом глазу» (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
    • Героя Г. Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
    • Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишбёрн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма.
    • В фильме по-настоящему убивают корову.
    • Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
    • еще 26 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола начал делать свою суперэпопею о Вьетнаме почти через год после окончания войны в Индокитае, в марте 1976 года, получив громадные доходы от проката двух частей «Крёстного отца». Ему позволили нарушить негласный запрет на «вьетнамскую тему», дали военную технику и солдат для массовых сцен, которые снимались на Филиппинах. Но судьбе было угодно, чтобы съёмки и монтаж картины затянулись на целых три года (была потрачена громадная по тем временам сумма — $31,5 млн., а ныне она составила бы $87 млн.). И в результате Копполу опередил более молодой и почти никому не известный Майкл Чимино, который «Охотником на оленей», первым серьёзным фильмом о войне во Вьетнаме, поверг американцев в состояние шока. Он раскрыл трагедию сыновей Америки, посланных ею в земной ад. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2359 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Obscuri

    Специалист по войне во Вьетнаме, её непосредственный участник генерал-лейтенант Ф. Б. Дэвидсон, подробно рассказывая о французской компании во Вьетнаме 1945-1954 г. г. часто натыкался на необъяснимое пораженческое поведение многих толковых полковников и генералов, которые успешно воевали на закате Второй мировой и зарекомендовали себя блестящими стратегами и тактиками. Он долго, с разных сторон и позиций, ссылаясь на многочисленные источники, пытался объяснить этот иррационализм и часто приходил к банальной психологии, которая никак не вязалась ни с войной, ни с политикой такого масштаба, ни с серьёзным исследованием самого Дэвидсона. Я придерживаюсь того, что такие прорехи, девиации со стороны прославленных военных есть некое личностное отражение краха Французской колониальной империи как таковой. Имперский энергетический ресурс исчерпался, а без него, вся военная машина, какая бы продуманная она не была — не способна завестись.

    Энергия же американской империи была на высоте, но управление, бюрократический аппарат не позволил отдельным талантливым генералам проявить себя в должной мере. Таков закон любых молодых империй. Великому римскому завоевателю Сципиону Африканскому, который фактически уничтожил могущественный Карфаген, постоянно приходилось воевать с сенатом, выполнять их нелепые поручения и в унизительных, выматывающих уговорах вымаливать дополнительный воинский контингент. Вот и полковник Курц проронил — «если бы у меня было 10 дивизий таких людей, то война закончилась бы очень быстро», но у него их не было. И правительство не дало бы ему столько. И война во Вьетнаме была проиграна не по причине плохого командования, и не потому, что Джи-Ай (прозвище американских пехотинцев), как вдолбили русским — были плохими и трусливыми солдатами, наоборот, они были даже лучше, война была проиграна исключительно по политическим причинам, и в частности, в результате чудовищной стратегической неразберихи в американском «Сенате».

    В этом плане, Курц стал жертвой имперских противоречий. Являясь военным, мысля, как военный, полковник желал только одного — победы, но надвоенные интриги лишили его возможности осуществить своё чисто военное желание. Система, породившая его — перестала его удовлетворять, и он решает единолично усовершенствовать её. Он всё берёт в свои руки, воплощает собой такую власть, которая начинает властвовать на самой властью. Над системой образовывается супер-эго, выше которого ничего нет, не стоит никакая инстанция, которая могла бы осудить это эго. Отныне Курц — высший, предельный суд. Такой суд непонятен системе в силу её несовершенства, поэтому Уиллард — представитель системы, отправленный в качестве ремонтника «неполадок», глядя на отрезанные человеческие головы, приходит к выводу о том, что Курц «действительно спятил».

    Для системы Курц — слишком идеальный ребёнок, за которым она не успевает, он гадкий утёнок, который одним махом отсёк всё лицемерие и противоречие и рванул далеко вперёд в своих методах. Он выбирает прямой путь и потому отрывается так далеко. И как сверхнорма он поправляет норму власти (Уилларда) — «…у тебя нет права называть меня убийцей, у тебя есть лишь право убить меня… у тебя есть право сделать это, но у тебя нет права судить меня…». Головы, истерзанные трупы, развешанные и разбросанные повсюду — это как бы провокация со стороны сверхвласти олицетворённой Курцем. Провокация, направленная на выявление слабости, ограниченности разума Уилларда, разума, вскормленного и воспитанного системой. Уиллард не находит ничего другого, как сказать — «…я солдат, сэр…». Он апеллировал к системе, ухватился за то, что ему наиболее понятно в данной ситуации, но в чём он уже не совсем уверен, представ перед тем пределом, который и подрезал опоры его уверенности.

    in obscuriare

    Курц проник по ту сторону Символического, как сказал бы С. Жижек — он столкнулся лицом к лицу с Реальным, добавлю от себя — с денотатом, с изначальным, с священным. Реальное же всегда непристойно, непредсказуемо, ужасно, оно не терпит символического апгрейда, иначе, приемлемых, понятных, усваиваемых культурных установок, благодаря которым человек способен ориентироваться и выживать в этом мире. Реальное — разрушительно, в исчерпывающей неисчерпаемости стремится к бессмертию, к вечности тотального уничтожения. Отыскав маленькую лазейку в Курце, который сам же её и приоткрыл, Реальное высвобождается всей своей неизмеримой силой и разрывает Культуру на мелкие клочья, по которым мы можем реставрировать слабо узнаваемое антропоморфное подобие, необходимое для прицеливания, с помощью которого система попытается устранить прореху в Хаос.

    Структура кинополотна представлена в виде мистериального продвижения, где неофит Уиллард, как древний вавилонянин, медленно поднимавшийся по ступеням зиккурата к священным покоям богини Иштар, движется к храму полковника Курца. Его путь — это длинная, тягучая как густое гуано инициация, по мере прохождения которой, он, а в большей мере зритель, ставший невольным соучастником диалектически преодолевает созданную большими трудами цивилизацию. Коппола проводит методичную редукцию, постепенно вынося за скобки определения, обоснования и комментарий, из которых состоит человеческое сообщество. После чего, война во Вьетнаме лишается какого-либо смысла, война как явление, а вслед за ней любые перипетии человеческой истории предстают некой громоздкой, мрачной, абсурдной вознёй на одном месте. Всё превращается в огромный роман Достоевского о клоунах.

    Что особенно волнует в «Апокалипсисе», так это программное стремление европейского человека к трансценденции, к метафизике, за которой по существу скрывается, по аналогии с еврейским Исходом, но радикально отличный и прямо противоположный ему Побег. Бегство, избегание своей собственной культурной традиции и идентичности. Поэтому западная культура носит экспансивный, завоевательный, захватнический характер. Со времён своего праотца Рима, она жаждет включить в свою орбиту как можно больше разнообразных культурных ландшафтов, стремится к беспредельному расширению.

    Но чем дальше европеец забегает, тем чаще он попадает в тупики, потому как всему есть относительный предел. И в этих тупиках он захлопывается в ловушке парадокса: по мере удаления от своей культуры он становится всё ближе к самому себе. В конечном счёте, он сталкивается с самим собой и происходит взрыв, в результате которого на свет рождается нечто, похожее на Курца, на конкистадора Агирре, оставшегося наедине с собой и обезьянами (собственными демонами) на плоту, который медленно плывёт по течению реки к мифическому Эльдорадо из фильма «Агирре — гнев божий», на коменданта концлагеря Амана Гёте, который в личностном бегстве сеет некрофильский ужас вокруг себя ("Список Шиндлера). Шиндлер советует ему избежать себя в отождествлении с римским императором, но Аман не надолго подражает Цезарям, он срывается, и, хватаясь за парабеллум, снова прибегает к себе.

    Все они похожи, все они европейцы, все они, каждый своим путём пришли к себе, к чистоте, к Реальному.

    «Апокалипсис сегодня» — картина без рамки, идейно открытая, бросающая вызов зрителю с каждым новым просмотром.

    10 из 10

    26 апреля 2010 | 03:17

    Здесь нет исторических сражений, героических подвигов, типа, ура! за родину! Это жизненное кино, включая вполне жизненного свихнувшегося полковника.

    Коппола просто показал нам, как там было, не все конечно, но показал. Когда я смотрел это кино, я как будто проходил экскурс по горячим местам во Вьетнаме 35-40 лет назад. Зрителю кажется «Как там все ужасно! Как так можно вообще?!» Персонажи фильма относятся ко всему спокойно, режиссер не особо акцентирует внимание на чем-либо. Просто экскурс. В итоге получилось великолепно.

    В тему советую посмотреть «Взвод».
    Оба фильма на 10 баллов, без разговоров.

    Доброй ночи, Вьетнам!

    24 марта 2006 | 14:24

    Я не знаю ни одного фильма, в котором бы тема войны, людей на войне, морали, нравственности и жестокости была бы раскрыта настолько полно. Все, абсолютно все, начиная от внешней политики США и заканчивая поведением и психологией самого мелкого военного разобрано по кирпичику, по ниточке.

    Фильм подобен реке. Сначала, когда мы только садимся в лодку у истока, она спокойная и неповоротливая, нам даже удается любоваться окружающими красками, мы можем прислушаться к окружающему миру, постепенно течение усиливается и если еще совсем недавно мы были полны сил и сами должны были сидеть на веслах, продвигая действие вперед, то сейчас лодка уже плывет сама, мы лишь слегка помогаем, чем дальше тем течение все сильнее и сильнее и вот нас уже несет по бешеной бурлящей реке, нас бросает из стороны в сторону, подбрасывает на камнях, но вот этот отрезок пройден и река снова успокаивается, но всего лишь на мгновение, что бы взорваться с новой силой. Мы попадаем водопад, несемся вниз с бешеной скоростью… наша лодка разбивается в щепки о каменный выступ торчащий из под воды… Тишина… Нет ни сил не желания сопротивляться… Хочется опустить руки и утонуть…

    В начале картины мы видим человека, который устал, человека, который потерял смысл в жизни, человека, который выпал из общества. Ему не хочется жить. Он готов схватить за любое, самое безумное и опасно задание лишь бы вернуться на войну, лишь бы опять, что-то делать, лишь бы быть кому-то нужным, лишь бы убраться подальше от своего номера в отеле Сайгона.

    Его голова болит… Он помнит все ужасы войны, помнит, как все вокруг горело от напалма, как гармония природы втаптывалась в грязь армейским сапогом, как напалм выжигал жизни людей… Он устал… Он запутался… Он не хочет жить, он ненавидит себя, ненавидит армию, ненавидит Сайгон…

    И вот кто-то свыше слышит его страдания… И ему выпадает задание. Безумное задание. Необходимо пройдя через весь фронт, перейти границу соседнего государства, найти отряд бунтарей и уничтожить одного полковника. Непростого полковника. Личность. Личность на столько мощную, гипнотизирующую, что даже его голос записанный на пленку, заставляет сердце учащенно биться… Но ему все равно… Он хочет вырваться из этого безумного круга и убежать…

    Наше путешествие начинается… Неторопливо, неспешно… Нас постепенно вводят в курс дела, знакомят с основными действующими лицами. Но знакомят шапочно. На раскрытие образов впереди еще есть три часа.

    Во время путешествия наш герой посетит множество интересных мест и встретит целую плеяду ярчайших образов. Список открывает полубезумный командир. Душа компании, любитель серфинга. Для него война это уже давно развлечение, он заставляет своих парней кататься по волнам от взрывающихся вокруг бомб. Он готов все сжечь дотла, только из-за плохих предчувствий. Но его люди тупы и бестолковы. Имея под рукой кучу оружия и взрывчатки они не в состоянии без потерь уничтожить даже мирную деревеньку состоящую большей частью из женщин и крестьян. Война уже для этого человека просто развлечение, а жизнь человека не стоит и доски для серфинга.

    Дальше мы попадаем в то место, где будет показано первое отличие американских военных от вьетнамцев. Первые больше звери. Им нужны развлечения, зрелище, хорошая еда… Вторым же будет достаточно тарелки холодного риса и кусочка крысиного мяса… Вот вам и одна из причин поражения… Отберите у американца плейбой и он сойдет сума, отберите кока-колу и он умрет о жажды… Американская армия это сборище тупиц… и войну они эту не могли выиграть по определению… Без напалма и «благ» цивилизации они никто.

    И война для них это развлечение. Они не думают об опасности, они совсем обнаглели. Покататься на водных лыжах мимо горы трупов, помахать красивой дымовой шашкой… вот оно развлечение. Им чужд здравый смысл. Жизненно необходимый мазут, они вполне могут обменять на 15 минут с девушкой…

    И чем дальше от Сайгона тем мрачнее становится мир вокруг… Кругом воцаряется анархия. Если раньше мы могли встретить полубезумных командиров, то теперь перед нами обезглавленные отряды. Потерявшие надежду, отчаявшиеся и в конец опустившиеся войны… Им уже ничего не нужно. Они просто хотят жить… Даже не жить, существовать.. Спастись… Но не знают, что делать. Командир погиб и никто не может ничего сделать. Ни у кого не хватает мозгов на то, что бы исправить ситуацию. Вот вам и еще одна характеристика американской армии.

    По воздействием наркотиков и при полном отсутствии контроля у некоторых начинают сносить крышу… Не выдерживают нервы. Любой шорох, любое движение простых мирных жителей воспринимается как угроза и тем, кто сглупит и продолжит шевелиться, придется не сладко… Их настигнет пуля обкуренного американского героя. А после того как погибает последний подозреваемый, у героев проснется чувство сострадания и жалость… нет, не о том вы подумали… конечно, жалость, не к тем кого они только что убили, а к маленькому щеночку, который остался теперь без хозяев. Для них он огромная ценность, воплощение всего хорошего, что есть в округе… Ради него они даже готовы рисковать жизнью…

    Но мы плывем дальше…

    И вот следующая остановка. Остановка, которая подарит нам, пожалуй, лучшее объяснение причин поражения Америки и лучшую характеристику американской внешней политики и армии. Американцы не понимают, за что они воюют. Они приходят за тысячи километров рассаживать демократию. Но для кого? Для чего? Эти войны не нужны никому кроме интриганов в Вашингтоне. Большая политика пытается управлять мыслями и желаниями людей… Но такая политика обречена, так как человек, даже самый черствый и послушный никогда не будет сражаться не пойми за что так как будут обороняться человек защищающий свою семью, свою родину, свой клочок Земли. Ведь этот человек создал мир вокруг своими руками, это не просто дом, мебель, люди… Это нечто большее. Это часть его. Он никогда не согласится отдать просто так часть себя, потерять часть души. Такой человек будет сражаться до последней капли крови, до последнего вздоха. Им управляют не большие политики. Им управляют собственные мысли и желания. Он свободен, а свободный человек уже никогда не сможет стать рабом. Он лучше будет каждый день отражать атаки врагов, страдать, терять любимых… Но он никогда не уйдет, никогда не признает поражения. Против такого человека бесполезно бороться. Американцам не понять этого…

    Сцены и диалоги которые мы видим и слышим в доме французов на столько глубокие, на столько мощные и чистые, что кажется, что больше на тему войны уже добавить больше нечего… И так оно и есть. В дальнейшем мы больше не вернемся к войне, ее причинам и последствиям. В дальнейшем мы будем говорить только о человеке, попавшем в эту адскую мясорубку. Точнее о людях.

    Так заканчивается вторая глава повествования. Заканчивается военная драма и начинается чистой воды арт-хаус… Тушите свет… Мы приплываем в лагерь полковника Куртца… И тут объяснять, что либо словами просто невозможно… Потому что просто невозможно передать всю ту магию, которая твориться на экране. Это тупо нужно видеть. Не хватит ни каких букв русского алфавита, что бы передать то, что происходит в лагере. Но это точно заставит возненавидеть войну… Произведет на столько мощное впечатление, что ты еще долго будешь мысленно возвращаться в этот лагерь… Возвращаться, что бы обдумать слова и поведение героев, вернуться что бы погрустить, вернуться, что бы подумать… Вернуться, что бы восхитититься гениальной игрой великого Марлона Брандо, игрой Денниса Хоппера и Мартина Шина, игрой…

    Это кино визуальный шедевр. Каждый кадр картины дышит, каждый кадр несет какой-то смысл… с каждым кадром, каждым движением камеры мы утопаем в его мире… Пропускаем его через себя… И он не проходит бесследно. После просмотра еще долго не покидает ощущение, что удалось прикоснуться к чему-то великому. Удалось заглянуть в глаза смерти и войне, удалось на секунду пропустить через себя всю ту боль и отчаяние, что несет в себе война.

    Великое кино. Визуальный шедевр.

    22 апреля 2007 | 23:16

    Может быть Коппола и задумывал снять фильм о войне, но как любое великое произведение выносит на показ лишь часть опыта, оставляя зрителю самому додумывать всю красоту бриллианта, Апокалипсис получился не о войне вовсе, а скорее о мире.

    Сама война расползается на эпизоды, связанные между собой не каким-то планом военных действий, а рекой, по которой плывут против течения герои. Есть что-то общее с бессмертным творением Гомера… Боги войны послали своего верного исполнителя, за Курцем, человеком из своего круга, который, низвергнув сами принципы своего существования в среде богов, сам стал человекобогом, а значит стал свободным. Напрашивается связь с Кириловым из «Бесов» Достоевского. Почему же Курц тогда не совершил самоубийство ради человечества? Может быть потому что он американец?)

    Символизм реки здесь обыгрывается на полную. Река времени, река сознания, река дорога. У Кафки в «Замке» к самому замку ни одна дорога не вела, как бы землемер не старался её найти. В Апокалипсисе эта дорога вечная и единственная. Смысл назначения теряется где-то посередине повествования, созерцание девственной Азии просто отводит его в глубь сознания, как один из ответов на вопрос о смысле существования, героям просто нужно следовать вперёд, олицетворяя этим классическую Европейскую цивилизацию.

    Само действие или бездействие уже теряет всякий смысл…

    15 октября 2010 | 19:51

    «Апокалипсис сегодня» — одна из самых масштабных в своей идеологической составляющей лент о Вьетнамской войне, да и среди военных лент в целом. Режиссер Френсис Форд Коппола сделал все возможное, чтобы свое произведение записать в ряды классики, чтобы каждый показанный эпизод или прозвучавшая реплика, смогла пройти тяжелое испытание временем и остаться в памяти зрителей.

    Интересная сюжетная линия, которая строится вокруг главного героя в исполнении Мартина Шина, удивительным образом удерживает зрителя на протяжении длительного по хронометражу времени. Периодическое появление второстепенных персонаж, в первоклассном исполнении актеров дополняют идейное содержание картины с разных сторон. Помимо этих персонаж, режиссер умудряется удивить несколькими зрелищными моментами, к примеру, вертолетная бомбардировка в первой половине ленты, когда без использования компьютерной графики, удается создать масштабное и уникальное зрелище боевых действий.

    Не случайность, что лента удостоилась технических наград от премии «Оскар», то желание режиссера воссоздать качественный звук и операторскую работу, было достигнуто не малыми усилиями, да и вообще, прочитав некоторые факты о данной картине, понимаем какие усилия были заложены авторами, чтобы достичь эталонного качества в ленте.

    Герой Марлона Брандо появляется только под занавес событий, но знакомство с ним происходит еще в самом начале, много внимания и закадрового голоса героя Мартина Шина посвящены именно ему и понимании происходящего.

    Удивительное произведение киноискусства, которое на данный момент где-то потеряло свою актуальность в техническом и сценарном плане, однако остается на лидирующих позициях в своем смысле и понимание о войне. Данное кино, в виду своего срока пригодности оценить максимально очень трудно, только будучи огромным поклонником режиссера, но даже, несмотря на это, фильм и по сей день можно считать одной из наилучших военных драм.

    8 из 10

    3 апреля 2011 | 15:53

    Это один из тех фильмов, о которых знает каждый. Те, кто не смотрел его, жаждут посмотреть, а те, кто смотрел, жаждут пересматривать. Один из тех фильмов, в которых можно и нужно упиваться каждым кадром. Визуальное пиршество. Пир и в то же время нелегкое испытание для избалованного голливудскими поделками разума.

    Фильм, к которому самые звучные эпитеты, такие как «шедевр мирового кино», «потрясающее зрелище», «один из величайших фильмов в истории», применялись столько раз, что уже потеряли всякий смысл. Кому какое дело, сколько он получил наград, и в какие почетные списки попал? Все равно это слишком общие и слишком банальные виды восхваления для подобного фильма. Да и все эти мысли про шедевр и гениальность режиссера приходят потом. А во время просмотра каждый остается с этой картиной наедине. Наедине со своим страхом, наедине с собой. Этот фильм не просто вынуждает понять его, ища ответы на все заданные и даже незаданные вопросы. Нет, он вынуждает зрителя понять себя самого.

    Не имеет смысла пересказывать сюжет. Кто смотрел, тот не забудет. Тому же, кто не смотрел, предстоит самому пройти этот путь. Путь, который проходил каждый, кто смотрел «Апокалипсис». Путь главного героя в самое сердце Ада. Нет, не того Ада, в котором люди, как в то верят христиане, оказываются после смерти. В эту преисподнюю они попадают при жизни. И потому это место куда страшнее… В нем нет места вере, любви, Богу… Только боли и ужасу. Вьетнам. Как много значит это простое слово! Но нельзя сказать, что Вьетнам Копполы — это какое-то конкретное место. Или что война в его картине — вполне определенное событие. Да, это фильм о Вьетнамской войне. Но не только о ней.

    В «Апокалипсисе» нашлось место каждой войне, каждому солдату, каждому убийству. Пусть не показанному и даже не упомянутому, но все же… Зритель сам дорисует эти фрагменты. Ведь если некоторые фильмы существуют только здесь и сейчас, то «Апокалипсис» есть всегда и везде. Но прежде всего — он есть в каждом человеке. Он обнажает все людские пороки, скрытые за маской человечности и милосердия. В современном обществе эти два слова кажутся столь важными… А на деле — мало что значат. Вежливые улыбки, мирные переговоры и договора. Всего этого во Вьетнаме просто нет. Это место, где пуля в винтовке — самый веский аргумент.

    Прежде всего, фильм запоминается отдельными сценами, и только потом из этих кусочков мозаики складывается общая картина, написанная резкими, подчас грубыми мазками. Коппола водит по полотну то тонкой, то толстой кистью, то едва касается бумаги, то давит изо всех сил. Но и том, и в другом случаях он производит нужный эффект. Достаточно вспомнить всего пару сцен, чтобы понять, насколько умело режиссер чувствует малейшие колебания струн человеческой души. В качестве примера приведу два эпизода, которые, возможно, произвели на меня наиболее сильное впечатление.

    «Лодка с припасами.» Один из моментов, в которых режиссер просто идет напролом, заставляя сердце сжиматься от ужаса. Итак, катер солдат сталкивается с лодкой, на которой перевозят припасы. На лодке — дети и молодая девушка. Солдаты решают обыскать лодку. «Проверь желтую банку.» Девушка с криком бросается к солдату. Паника. На катере хватаются за пулемет. Не выживает никто. На палубе — маленькие трупы детей… Солдат наконец открывает банку. И что же в ней? Белый щенок. Глупая, бессмысленная бойня из-за обычного щенка. Зачем? За что? Абсурдная и потому настолько ужасающая жестокость.

    «Письма из дома.» Солдаты получают письма от родных. Один — звуковое послание от матери.» Желаю тебе успехов.» И тут — внезапная атака. Стрельба, крики… Тело парня падает на палубу катера. Он мертв. А мама все говорит. «Не лезь там под пули. Мы ждем тебя. Твоя мама.» В мозгу — всего одна четкая картина: безутешная мать, которая ждала сына с войны. Ждала живого…

    Режиссер не щадит зрителя. Смерть есть смерть. А война есть война. Беспощадная, не щадящая никого. На ней гибнут люди и ломаются судьбы. Машина смерти, перемалывающая, уничтожающая жизнь. Невозможно пройти войну, не изменившись. Война уродует. Это сполна испытал главный герой фильма, упорно идущий к своей цели. Идущий до конца. А в конце его ждет полковник Куртц. Человек, которого называют Богом и Дьяволом. Отражение каждого из изуродованных войной солдат. Даже не личность, а, скорее, образ, символизирующий собой всю Вьетнамскую (да и какую-либо другую) войну. Практически мифический, легендарный герой. Центральный персонаж страшной современной легенды. Страшной, потому что она правдива. Куртц занимает ничтожно малую часть фильма, но его судьба его принципы тонкой нитью проходят через весь фильм. И одной из центральных сюжетных линий является именно его возвышение как бога и, одновременно, падение как человека.

    Потрясающий визуальный ряд, актеры, создавшие пугающе реальные, правдоподобные образы и, что самое главное, захватывающая и еще долго не отпускающая история об ужасах войны и судьбах людей. Просто гениальное кино.

    25 января 2009 | 13:47

    Фильм «Апокалипсис сегодня» был снят Френсисом Фордом Копполой в 1979 году. Фильм снимался на Филлипинах, большей частью на реке Пагсаньян. Коппола снял эту картину на собственные средства, используя деньги, заработанные на съемке картин «Крестный отец» и «Крестный отец 2». На съемки картины и монтаж картины ушло три года. Сценарий к фильму был написан по повести Джозефа Конрада «Сердце Тьмы». Действие происходит в 1969 году, во время Вьетнамской войны.

    Капитан Бенджамин Уиллард(Мартин Шин) — уже ветеран войны, неприспособленный более к мирной жизни — живёт в отеле в Сайгоне, мечтая о новом задании. Он злоупотребляет алкоголем, предаётся воспоминаниям. К Уиларду приходят двое военных и оповещают о новом задании, сопровождают в штаб. Задачей Уиларда становится найти в джунглях Камбоджи бывшего полковника американской армии Уолтера Курца(Марлон Брандо). Командование утверждает, что полковник Курц дезертировал, сошёл с ума, и теперь командует группой местных жителей в джунглях нейтральной Камбоджи, которые почитают его как Бога. Путешествие Уиларда по реке Меконг и составляет фабулу фильма.

    На мой взгляд, основная задумка Копполы заключалась в том, чтобы на примере Вьетнамской войны показать взаимодействие человека и настоящего ужаса, рождаемого желанием возвыситься над другими, ощущением власти силы.

    Главным лейтмотивом фильма является река, по которой двигается лодка Уиларда. Река соединяет все основные сцены фильма. Река так же является символом времени в фильме. Так, двигаясь по ней, главный герой попадает из современного мира в колониальные времена (сцена с Французами) и в итоге оказывается в первобытном обществе, где подчиняются только силе (поселение полковника Курца). Путь Уиларда, на мой взгляд, представляет собой путь в сердце того самого ужаса, рождаемого ощущением превосходства над другими с появлением силы. Сначала главный герой попадает на базу вертолетного подразделения подполковника Килгора (Роберт Дюваль), который узнает в одном из участников команды Уиларда- Лэнса Джонсона(Сэм Боттомс), известного серфера. Сперва подполковник готов отказать в помощи Уиларду, но за возможность покататься на серфе с Лэнсом он готов пойти на штурм деревни, забывая о возможных потерях. Вертолет тоже является лейтмотивом в фильме, на мой взгляд, символом ирреального восприятия действительности. Сцена вертолетной атаки решена очень гротескно, это большое представление. Атака начинается под торжественную музыку Вагнера «Полет Валькирий».

    Музыка передает настроение триумфа. Солдаты стреляют из вертолетов по людям как по мишеням. На экране происходит торжественная демонстрация Американской мощи, силы. Но на самом деле, реальная цель всего этого ужасающего действия, всех жертв с обеих сторон — это катание на серфе. Звук вертолета появляется в самом начале фильма, когда зритель видит воспоминания Уиларда, находящегося в депрессии, под влиянием алкоголя. Звук сначала синтезированный, что подчеркивает ирреальность восприятия Уилардом действительности. На вертолете передвигаются и представительницы журнала Play Boy, являющиеся одним из главных интересов американских солдат на войне(сцена шоу Play Boy). Вьетнамскую войну называли первой вертолетной войной. Вертолет в картине — это видимое ощущение полета, технического прогресса, торжества цивилизации. На самом деле Коппола показывает, что человечество не изменилось, что оно не учится на своих ошибках. И по мере продвижения катера по реке вертолетов становится все меньше и в результате они вовсе исчезают. Сцена встречи с Французами полностью передает эту идею. Режиссер проводит параллель между современной войной и колониальными временами. В этой сцене зрителю напоминают о том что все колониальные империи, даже основанные на идеях привнесения прогресса отсталым народам рухнули потому что на самом деле эти идеи — фикция, и захват территории направлен только на создание собственного благополучия захватчиков. А американские солдаты вообще не объединены никакой идеей, сфера их интересов начинается и заканчивается на выпивке, наркотиках, журнале Play Boy, на всем, что помогает отвлечься от реальности ужаса происходящего. Несостоятельность американских солдат показана во многих сценах: в сцене обыска вьетконговской лодки, когда людей расстреливают просто из-за перешедшего за пределы чувства страха. В сцене катания Ленса на водных лыжах за военным катером музыка группы Rolling Stones

    «I Can’t Get No Satisfaction» («Не могу не получить удовольствие») полностью передает настроение военных. В сцене сражения на мосту Де Ланг показана полная неорганизованность и безыдейность американских солдат. «Головы их полны, но они набиты соломой» — говорит полковник Курц. Поэтому начальству и надо убить Курца, потому, что он единственный стал видеть происходящее таким, какое оно есть на самом деле. Поселение Курца и есть реальная модель происходящего, в котором все решается властью, достигаемой посредством силы и нельзя чтобы об этом узнали, ведь Курц — это эталон американского солдата. Курц «подружился с ужасом», стал смотреть ему в лицо. Сцена убийства Курца показывает зрителю, на каком уровне развития, по настоящему, осталось человечество. Уилард убивает полковника при помощи мачете и параллельно с этим зритель видит сцену жертвоприношения быка. Один американский офицер убивает другого так же, как обитатели поселения рубят животное. Маски сброшены, видимость каких- либо идей, прикрывающих лицо ужаса, исчезла. Племя признает Уиларда своим вождем, но Уилард уезжает, понимая, что это путь в никуда. Композиция группы The Doors «The End» звучит в начале картины, когда мы видим иллюзорные воспоминания Уиларда о войне и в финале фильма, когда Уилард убивает полковника Курца, в момент, когда вся иллюзорность развеялась.

    Фильм Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» это не только фильм о бессмысленности войны, это фильм о том, как человек проявляет себя, сталкиваясь с ужасом внешним и своими внутренними соблазнами.

    Продолжателем традиции Копполы будет Стенли Кубрик, снявший свою предпоследнюю работу «Цельная металлическая оболочка» где он, так же, как и Коппола представит войну во Вьетнаме как сакральное действие. Коппола своей работой «Апокалипсис сегодня» рождает новую традицию в американском кино о Вьетнаме: традицию отношения к войне не просто как к действию, но как к поводу для рассуждения о других, более человеческих моментах.

    8 января 2014 | 08:50

    «Народ разделился на патриотов и предателей, и никто не в силах отличить одних от других» Марк Твен

    Была ночь. За окном тишина. Дым, который за эти дни стал почти родным, никак не хотел уходить и наполнял комнату своим присутствием. Жарко, чертовски жарко. В жалких попытках уснуть я всё время натыкался на непреодолимую стену бессилья. Пот тёк ручьём. Подушка превратилась в солёный огурец, который отчаянно не давал покоя. И так уже почти две недели. Это выматывает. Я уже забыл когда мне снились сны, а не кошмары.

    Стараясь взболтать застоявшееся сознание я сел на своё ложе. А пот всё тёк. Я дошёл до холодильника и со страстью выпил половину бутылки. Чёрт возьми, я за эти дни выпил воды, как за всю жизнь. Остатки сна меня спешно покинули и я утратил надежду их вернуть. Надо было чем-то заполнить пустоту сновидений и поэтому я решил посмотреть «Апокалипсис сегодня» от Френсиса Форда Копполы.

    Первые кадры. Летящий вертолёт, горящие джунгли и неимоверная отречённость на лице Мартина Шина. И понеслась. Я с первых кадров попал в водоворот событий и настроений фильма. Я, можно сказать, потел вместе с героями фильма. Эта лента Френсиса Форда Копполы затягивала с первых секунд и не отпускала до финальных титров. С самого начала безраздельно царила атмосфера безысходности, жестокости и сожаления.

    «Полковник Васин приехал на фронт со своей молодой женой.
    Полковник Васин собрал свой полк и сказал им: Пойдем домой.
    Мы ведем войну уже семьдесят лет. Мы считали, что жизнь это бой,
    Но по новым данным разведки, мы воевали сами с собой»
    Аквариум

    «Апокалипсис сегодня» — это типичный road-movie, со всеми его контрастами, противоречиями и глубокой мыслью, засевшей с самого начала и обогащающейся по мере повествования. Мыслью о бессмысленности всего происходящего. Все видят в фильме что угодно, но эту мысль стараются засунуть поглубже. Потому что тогда придётся переосмыслить всю свою жизнь и понять, что делается всё не ради какой-то высшей цели или банального добра, а всего лишь для жалкой похоти тех кто выше нас по званию, но но ниже по восприятию.

    Вы видели в этом фильме трупы, много трупов. Так ответьте мне, для чего?! Для чего они эти миллионы убитых? Конечно больше чужих чем своих, но они что не люди?. Чтобы земля не досталась коммунистам? Француз правильно сказал, что американцев они, пожалуй, ненавидят меньше чем китайцев и русских. И всё это оказывается для того, чтобы несколько людишек сохранили свою власть. Молодых мужиков они заставляют заботиться не о процветании страны, а о безопасности себя. А их жён и детей лишают покоя и сна. И всё для того чтобы закрыть огромную дыру внутри страны, миллионами убитых душ. То же творится сейчас в Ираке и Афганистане.

    И полковник Курц в исполнении великолепного Марлона Брандо это понял, понял ещё задолго до Вьетнама. Ещё тогда, когда ему отказывали в обучении в десанте. Правительству не нужны умелые командиры, им нужны марионетки, на которых в случае неприятностей, можно свалить всю вину. Таким например был Килгор. Он конечно заботился о своих солдатах и всё такое, но победа ему по сути не нужна. Да и вообще складывалось впечатление, что победа никому не нужна кроме Курца. Все заботились о развлечениях, бабах, о своей шкуре, но не о прекращении войны. Всюду гибли солдаты, на их места приходили новые. Все продолжали развлекаться, но с мёртвой точки всё так и не сдвигалось. Эдакий пир во время чумы.

    Всё это больше похоже на рукотворный апокалипсис. Все свои проблемы начальство решало пушечным мясом, которое в избытке предоставляли американские семьи. И за морем крови никто не мог разглядеть истинного виновника ситуации. И полковник Курц, увидев это, понимает что такая служба ему не нужна. Будучи лучшим в курсе и по сути одним из лучших в войне, он понял что всё чего он достигал всю свою жизнь — ложь. Казалось бы, какая может быть на войне ложь. Там просто не должно хватать времени на всё это. Но всё оказалось ещё лживей чем на гражданке. И Курц взял дело в свои руки. И чем дальше он шёл, тем сильнее понимал что это никому не нужно.

    «Принципы хороши до поры до времени, но что от них толку, если ты проиграешь?» Дик Чейни

    Наблюдая все эти пирушки и пляжные вечеринки, поначалу может сложиться впечатление что это курорт, разбавленный человеческими смертями, нарочито легко воспринимаемых солдатами. Но чем выше поднимаешься по реке, тем слабее это впечатление. Смерть здесь уже косит всех без разбору и ломаются те, кто раньше считался нерушимым. Кто-то находит выход в наркоте, кто-то в убийствах, а кто-то в стихах. Но каждый, кто заглянул чуть дальше чем нужно, навсегда изменился. И в каждом теперь борется тот кто любит и тот кто убивает. Можете называть это сумасшествием, как штабные крысы, но имеем ли мы право судить?

    Борьба человека в человеке показана режиссёром потрясающе. Битва добра и зла выходит на новый уровень, наконец-то отошедши от банального убить-простить. Патриотизм здесь сталкивается со здравым смыслом и разбивается пух и прах. По меткому высказыванию Марка Твена: «Патриотизм — это вечная верность родине и верность правительству, когда оно того заслуживает». Вот именно, заслуживает. К сожалению найти тонкую грань между правым и неправым, очень сложно, а зачастую невозможно.

    Френсис Форд Коппола создал не просто кино — он создал мир. Мир жестокий, несправедливый и злобный. Но даже в этом мире есть люди честные и искренне любящие Родину. Полковник Курц и капитан Уилард осознали больше, чем дано человеку и поэтому им нет места среди людей. А Марлон Брандо и Мартин Шин сделали войну с человеческим лицом. Лицом в крови и шрамах. Великолепные сцены с молчаливым Брандо и отчаявшимся Шином надолго западут в душу. Сцены бойни и трупы будут вспоминаться вам какое-то время, пока не пропадут в темноте сердец. Музыка The Doors ещё какое-то время будет возвышаться над привычным миром звуков, но скоро тоже осядет где-то на задворках вселенной. А вот фильм навсегда останется у вас в памяти.

    До рассвета оставался час или около того, когда я закончил просмотр. Мучительно переваривая увиденное, я уснул. И мне снилась война. Трупы, много трупов. Горящие джунгли моего сердца. Напалмовые лёгкие с болью вдыхали свежий воздух. Рука, превратившаяся за время службы в карабин, с горечью ощупывала ранение. Душа истекала кровью, но я ничего не мог поделать…

    10 августа 2010 | 16:51

    Я увидел в этой киноленте, то, о чем должен задуматься каждый, — о направлении своего пути. Способен ли, человек, адекватно оценить куда он движется, в «ад», или «рай». Я считаю, что война идет в душе каждого человека, на протяжении всей его жизни. Внутренний мир одного ближе к апокалипсису, другого — дальше…

    Полковник Курц, главный персонаж по моему мнению, символизирует апогей «развития» человеческой личности, — его собственный мир наполнен размышлениями, сомнениями, он заложник своего видения жизни. Он пришел к тупику, из которого нет выхода, кроме смерти… Почему же это произошло? Не потому ли, что он, как и каждый из нас, самостоятельно искал ответы на свои вопросы, более того он был уверен в их правильности. Кроме того, философствуя, приобретает своих последователей (сумасшедший фотограф, итд), увлекая за собой в бездну. Его персона символизирует глубокий кризис, надлом, который происходит с большинством людей, каждый преодолевает этот рубеж по-своему…

    «Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому, что ты не похож на нас»

    Лэнс Джонсон принимает большую дозу ЛСД сразу после переправки через зону боевых действий, вследствие чего становится совершенно неадекватным, сливаясь с нарастающим безумием происходящего, и наслаждаясь его страшной красотой.

    На линии фронта Уиллард встречает сумасшедшего солдата на последнем рубеже американской армии на реке Меконг. Утром он и его подразделение строят мост, ночью безуспешно защищают и этот мост и свои жизни от нападения вьетнамцев. Они почти не спят, и уже перестали бояться за свои жизни. На грани безумия они делают свою работу, которую им поручило командование. Глядя на свет электрических ламп, которыми освещён пугающе нависший над солдатами мост, и вспышки выстрелов в темноте, Лэнс Джонсон на пике кислотного трипа называет увиденное прекрасным.

    «Апокалипсис сегодня» — лучший фильм о Вьетнаме, и один из величайших когда-либо снятых фильмов, потому что он продвигается гораздо дальше, чем все остальные, в тёмные уголки человеческой души. Он не столько о войне, сколько о том, как война вытаскивает на поверхность такую правду о людях, которую они предпочли бы никогда не узнать»

    В этом фильме мне видится аллегория всей нашей жизни, с ее заблуждениями, и ужасными пороками; практически каждый персонаж, встречающийся по ходу повествования, знаменует собой определенную, гипертрофированную грань человеческой личности. Они — это мы.

    24 декабря 2010 | 19:24

    Являясь постоянным слушателем группы «The doors», был приятно удивлен, услышав знакомую мелодию в начале фильма. Заранее зная о продолжительности фильма голос Джима расположил меня к просмотру. Началось повествование.

    Увидев капитана в пьяном виде в начале фильма, ожидания стали заниженными: вероятнее всего, очередной фильм про искалеченную войной психику человек и т. п. Пальмовая ветвь однако подогревала интерес к дальнейшему просмотру.

    Первым явным плюсом является примененная оператором техника съемки. Эффект присутствия увеличивается благодаря тому, что в половине случаев актеры смотрят в объектив камеры, или в глаза зрителю. Особенно это чувствуется на очной ставке в ген. штабе, когда справа сидит военный с пиявочным взглядом и желтым лицом. Вот после этого мне на секунду показалось, что это я должен добираться черт знает куда, чтобы найти диссидента Курца.

    Следующим плюсом отмечу красивые батальные сцены, которые, как это принято говорить, обнажают ужасы Вьетнамской войны. Слушая про волнующий запах напалма и видя, как под музыку Вагнера уничтожают невинных крестьян, начинаешь испытывать отвращение. Однако не к этим военным, которые отдают приказы — такими их сделала эта война — а к администрации Линдона Джонсона.

    Как всем известно, войны бывают освободительными или наступательными. Наблюдатели, как правило, испытывают жалость к борющимся за суверенитет своей страны. Гением Копполы стала его максимальная объективность; он не идеализировал американскую армию, чем занимается 99% режиссеров. Меня переполняли смешанные чувства, особенно к американским солдатам. С одной стороны, в большинстве своем мне их жаль, потому что они сражаются за ничто (сцены с солдатами, которые остались без командира,- еще один повод для утверждения, что это не их война!), яростное сопротивление и гибель приятелей, которые также погибли за ничто, сделала их жестокими. Однако мне нисколько не было жаль того 17летнего парнишку из Бронкса. Он, доброволец, поехал во Вьетнам, потому что, как я думаю, он видел в этом авантюру, не осознавая в полной мере опасности. Для него это было развлечение и убийство тех невинных крестьян на лодке стало для него потехой. Это была именно потеха, а не страх за какую-то там опасность в бочке, материализовавшуюся в собаку. Он убил их, потому что абсолютно не чувствовал ценности их жизней. Это чувство жестокости он привез с собой из черных кварталов Нью-йорка. Он не воспитал его на войне, потому что 7 месяцев катался на катере по реке и подпевал песням из радиоприемника, чувствовал себя Богом. Вот таких дутых героев, по натуре жестоких людей мне нисколько не жалко.

    Коппола удивительным образом смог показать абсурдность действий военных. Вспомним, что тот же человек, который только что под Вагнера радовался каждому убитому вьетнамцу, забирает в госпиталь раненного после его приказа ребенка с матерью.

    Ужас этой войны состоит в том, что глупых людей она делает жестокими, а умных — потерянными. Думаю, Ремарк согласился бы со мной. Капитан и Курц — живые примеры. Персонаж Курца, которого отлично стилизовал и мистифицировал в глазах зрителей Марлон Брандо, вовсе не сошел с ума. Просто в какой-то момент ему было больше не за что уцепиться, мосты, соединявшие его с прошлой, блистательной во всех отношениях жизнью, были сожжены в его голове. Его персонаж не жесток, он живет, будто, в другом мире, переходном между жизнью на земле и загробной. Отрубленные детские ручки показали ему слабость американской армии. Однако, на мой взгляд, он слабее, чем капитан. Последний не принял легкого пути Бога, когда предоставился случай. Этот путь помог бы ему забыться на какое-то время. Но что есть это время, если в его голове и сердце останется все то, что он видел, все то, к чему он причастен. Я до сих пор не могу до конца понять, как он смог добить женщину на плоту. Приказ? На тот момент я думал, что он его исполняет уже больше из интереса к Курцу.

    Безумие этой войны и войны вообще отражается в эпизоде с разрушенным мостом. Великолепные кадры, когда серфингист, приняв порцию ЛСД, говорит «как же все вокруг красиво». На фоне этих слов его сотоварищи пытаются отстроить мост, который постоянно разрушается вьетконговцами. Какой же абсурд видится в этих действиях, когда половина солдат с обезумевшими от ужаса происходящего глазами стреляют в ответ на любой шорох. Лучше бы обе стороны принимали лсд, чем тщетно убивали друг друга.

    Однажды ночью в баре «Whiskey» Джим Моррисон, находясь под лсд, выступал с финальной песней «The end». Занимаясь импровизацией в какой-то момент Джим перешел грань допустимого, спев «Mother.. I want to… Fuck you». Его вместе с группой выгнали из зала. Это было одно из тех многих безумий, которые заполонили США во время кислотного бума. Оборотной стороной безумия явилась война во Вьетнаме, про которую, на мой скромный взгляд, лучше снять не получилось ни у кого.

    Браво!

    17 февраля 2013 | 01:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 499 руб.
    аудиокнига, 327 руб.
    подробнее

    Новости


    На фоне всеобщего затишья в российский прокат врывается третья лента о Риддике, по традиции поставленная Дэвидом Туи с Вином Дизелем в главной роли. Кроме того, Киану Ривз пытается побороть свою экзистенциальную тоску в драме «Трое в Нью-Йорке» Марка Манна(...)
     
    все новости

    Интервью


    «Падение Олимпа» показывает большую ошибку Службы национальной безопасности Америки: обойти ее можно было только за счет гениального плана, невероятной координации и чрезвычайно обученной команды. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    «Летят журавли», «Сладкая жизнь», «Апокалипсис сегодня» — эти и другие картины, многие из которых уже стали классикой кино, начали свою жизнь в качестве призеров Каннского кинофестиваля. Обладатели «Пальмовых ветвей», о которых стыдно не знать киноманам, объединены в подборке КиноПоиска(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Сейчас кино как искусство не нужно зрителю, и иногда, когда мы работаем со школами, к нам привозят детишек: они, когда смотрят черно-белое кино, даже не понимают, что это такое. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind8.133
    186.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.133
    187.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.131
    188.СхваткаHeat8.129
    189.ЦиркThe Circus8.129
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.ЗачинщикиMasterminds90.97%
    52.Человек-муравейAnt-Man90.90%
    53.Зловещая шестеркаThe Sinister Six90.84%
    54.Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys90.70%
    55.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.69%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Приличные люди12
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas1
    Одной левой11
    Особо опаснаBarely Lethal6
    Земля будущегоTomorrowland36
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Земля будущегоTomorrowland6.509
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.497
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas7.200
    Хранитель ЛуныMune, le gardien de la lune
    Век АдалинThe Age of Adaline7.612
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    ШпионSpy04.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры