всё о любом фильме:

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now
год
страна
слоган«The Horror… The Horror…»
режиссерФренсис Форд Коппола
сценарийДжон Милиус, Френсис Форд Коппола, Майкл Херр, ...
продюсерДжон Эшли, Ким Обри, Френсис Форд Коппола, ...
операторВитторио Стораро
композиторКармине Коппола, Френсис Форд Коппола
художникДин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
монтажЛиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
DVD в США
зрители
США  31.4 млн,    Франция  4.54 млн,    Германия  3.37 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время194 мин. / 03:14
Во время войны во Вьетнаме спецагент отправляется вверх по реке в Камбоджу с приказом найти и убить полусумасшедшего полковника, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного королевства насилия. По пути мы видим почти сюрреалистический мир ужасов войны.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (430 073)
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
74 + 1 = 75
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902).
    • Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
    • Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.
    • Внимательно присмотревшись к дальним планам в сценах с Дэннисом Хоппером, можно заметить слова «апокалипсис сегодня», написанные на каменных сооружениях.
    • Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль-камео. Он снялся в роли журналиста, который делал репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».
    • По версии британского канала Film4 фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете».
    • Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: «Я знаю на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемка продлилась 1 год 4 месяца.
    • Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
    • На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
    • Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
    • Полное имя героя Шина — Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
    • В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкмен.
    • Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету — лишь в темноте.
    • Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
    • Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
    • В некоторых сценах звук взлетающих геликоптеров был изобретен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
    • Съемки шли на Филиппинах, и по контракту местный правитель Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе вертолеты и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал свою воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
    • По графику съемки фильма должны были длиться чуть больше шести недель. Они затянулись до 16 месяцев.
    • На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
    • До сих пор Апокалипсис окутывают легенды, что Коппола и многие из съемочной группы снимали фильм, находясь под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном точно уличили актера Сэма Боттомса.
    • У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
    • Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
    • Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук геликоптеров) испортили большинство сцен с диалогами.
    • Ряд фотографий полковника Куртца из его досье были кадрами из фильма «Блики в золотом глазу» (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
    • Героя Г. Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
    • Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишбёрн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма.
    • В фильме по-настоящему убивают корову.
    • Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
    • еще 26 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола начал делать свою суперэпопею о Вьетнаме почти через год после окончания войны в Индокитае, в марте 1976 года, получив громадные доходы от проката двух частей «Крёстного отца». Ему позволили нарушить негласный запрет на «вьетнамскую тему», дали военную технику и солдат для массовых сцен, которые снимались на Филиппинах. Но судьбе было угодно, чтобы съёмки и монтаж картины затянулись на целых три года (была потрачена громадная по тем временам сумма — $31,5 млн., а ныне она составила бы $87 млн.). И в результате Копполу опередил более молодой и почти никому не известный Майкл Чимино, который «Охотником на оленей», первым серьёзным фильмом о войне во Вьетнаме, поверг американцев в состояние шока. Он раскрыл трагедию сыновей Америки, посланных ею в земной ад. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2424 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Решила посмотреть «Апокалипсис», потому что:
    1) узнала, что основная музыкальная тема выбрана из репертуара моей любимой группы «The Doors» (песня The End);
    2) всегда считала подлинной трагедией Америки войну во Вьетнаме;
    3) меня поразила картина О. Стоуна «Взвод», посвященная как раз вьетнамской кампании;
    4) полюбила трилогию Копполы «Крестный отец» и ожидала от него не менее удачного фильма;
    5) музыка по праву знаменитых имен просто завораживает, очень сильный актерский состав.

    Нисколько не разочарована! Мартин Шин прекрасно отразил трагедию «потерянного поколения» — в данном случае солдата, которому после всех ужасов войны и дом не мил, и оставаться во Вьетнаме противно. Нет цели в жизни, he feels lost. Марлон Брандо также великолепен со своей философией смерти. Яркий образ полусумасшедшего полковника — любителя серфинга создал мой любимый Роберт Дюваль. Интересно, бомбардировка деревни под «Полет валькирий» и знаменитая фраза о напалме, — вымысел режиссера, ну или, скажем, автора книги, или же почерпнуты из рассказов ветеранов вьетнамской кампании. В любом случае, эти эпизоды стали украшением картины.

    Особенно хочу похвалить выбор музыкального сопровождения — и Вагнер, и The Rolling Stones, и The Doors. Чья же еще музыка, как не Моррисона, который, наверное, и сам чувствовал себя непонятым и потерянным (это слово «lost» звучит во многих его песнях), могла звучать в такой картине. В общем, для меня «Апокалипсис» неразрывно связан с дорзовским The End. И вся картина вызывает чувство какой-то отчаянного жара джунглей, какой-то безнадежности и желания забвения, как и многие песни Моррисона.

    Однажды Коппола сказал: «Мой фильм не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам». Думаю, лучшей похвалой режиссеру будут положительные отзывы тех, кто прошел войну (неважно какую — вьетнамскую, афганскую и т. д.). А таких отзывов немало. Виват, Коппола!

    10 из 10

    22 августа 2008 | 21:56

    Может быть Коппола и задумывал снять фильм о войне, но как любое великое произведение выносит на показ лишь часть опыта, оставляя зрителю самому додумывать всю красоту бриллианта, Апокалипсис получился не о войне вовсе, а скорее о мире.

    Сама война расползается на эпизоды, связанные между собой не каким-то планом военных действий, а рекой, по которой плывут против течения герои. Есть что-то общее с бессмертным творением Гомера… Боги войны послали своего верного исполнителя, за Курцем, человеком из своего круга, который, низвергнув сами принципы своего существования в среде богов, сам стал человекобогом, а значит стал свободным. Напрашивается связь с Кириловым из «Бесов» Достоевского. Почему же Курц тогда не совершил самоубийство ради человечества? Может быть потому что он американец?)

    Символизм реки здесь обыгрывается на полную. Река времени, река сознания, река дорога. У Кафки в «Замке» к самому замку ни одна дорога не вела, как бы землемер не старался её найти. В Апокалипсисе эта дорога вечная и единственная. Смысл назначения теряется где-то посередине повествования, созерцание девственной Азии просто отводит его в глубь сознания, как один из ответов на вопрос о смысле существования, героям просто нужно следовать вперёд, олицетворяя этим классическую Европейскую цивилизацию.

    Само действие или бездействие уже теряет всякий смысл…

    15 октября 2010 | 19:51

    Молодёжь цвета пластмассы повздорила с отбросами человеческого (a.k.a. балаболы-республиканцы) сознания. Опиумные пары слились во едино, в жарком поцелуе, с парами газов, пороха и дыма. От горячих слов политических приблуд — вспыхивали деревни и узкоглазые жители прогнивающего шара. Накаченные индивидуально-впаренной идеей о жизни, запасшиеся приличной дозой конопли и ЛСД, будущее Америки, под перекрёстным огнём, двинулось в кровоточащую растительность, дабы ликвидировать добрую часть завышенной самооценки. Кровь с гильотины и запах с электрического стула, головная боль после субмарино, галлюцинации от таблеток, крики турецких пыток, дыхание асфальта прямо в лицо — ощущение войны. Никто даже представить не мог, что чрево ужаса находится в лицах и действиях солдат. Ужас! Пытки! Жара! Крики детей! Слабоумие!

    Там праздник — удовольствие.

    Вырвавшийся наружу демон, выбивающий из рук человека надежду и стимул, отравляет, уже разлагающиеся, тела своей харизмой. Лязг наточенных шестерёнок в голове — самосовершенствование путём отделения от, давно заплывшей жиром, жизни — Куртц. Высшее звено в человеческой цепи, интеллектуально превзошедшее предсказания смертных нимбов — внедряет свои идеи, переливая кровь из вены в вену, из вены в вену, из вены в вену…

    Там удовольствие — смерть.

    В порыве страсти между Вагнером, пивом, гитарой, серфингом, кровью, шортами, патронами, гнилью, безнадёгой, Pink Floyd, сдвинутым разумом, моделями Playboy-а, кусками плоти и Френсисом Фордом Копполой — «Апокалипсис сегодня» отдался миру. Миру, который давным давно вырезал себе глаза, а ушные отверстия залепил дерьмом. Цой умер! А вот «Апокалипсис сегодня» жив, и будет жить!

    Там смерть — праздник.

    Смотрите режиссёрскую версию данного творения.

    18 февраля 2011 | 16:23

    Редкий случай, когда можно смотреть кино не с начала, но всё же проникнуться им уже в течение 10 минут. Проникнуться болью, отреченностью, обречённостью, откровенными сценами войны.

    Диалоги, монологи главных героев — вот, что отличает этот фильм от остальных. Настолько продуманные, они полностью погружают в психоз во всех его проявлениях, которые только можно вообразить. Психоз войны.

    Также и видео ряд представляет собой будто документальную картинку. Оттого ещё болезненнее выглядят некоторые сцены. Настолько всё живо представлено, что не хочется вспоминать то, что увидел. Будто приснился ночной кошмар и тебе хочется просто не вспоминать о нём.

    7 из 10

    18 ноября 2010 | 21:35

    … просто нет слов. До сих пор не могу отойти от просмотра. Столь глубоко, проникновенного, завораживающего фильма, еще не видел. Мурашки едва ли не весь фильм бегали по коже, а оторваться от экрана практически невозможно.

    Я давно хотел посмотреть что то в таком роде, и теперь не могу понять, как этому фильму столь долгое время удавалося ускользнуть от моего внимания? Затронутая такая актуальная и не побоюсь этого слова, интересная тема Вьетнамской войны, одной из самых загадочных и не раскрытых до конца кампаний в истории.

    Фильм гипнотизирует уже с первых минут просмотра, после чего очень трудно даже поставить на паузу. Возможно дело в потрясающем саунде, который просто завораживает, и органически вписывается в картину происходящего. А возможно монтаж и операторская робота:.. лопасти вентилятора, джунгли, кровать, лопасти вертолета, крик души, которая сходит с ума без войны..

    Кто эти пятеро в лодке? Наверное сумашесдшие, или самоубийцы, которые лезут просто в ад.. И все для того чтобы выполнить план начальства, план столь же бредовый, как и сама эта война. Убить не врага, убить соотечественника, который сбился с праведного пути. Такова миссия капитана Уилларда, человека которому уже попросту нечего терять.. Он стоит перед неизведанным: что его ждет, там, в джунглях Камбоджы? Он не знает наверняка, но горьковатый привкус смерти уже скрепит на зубах. Кто же, тот человек, которого он должен убить? Сумасшедший изверг или военный гений?

    «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными. 4 Всадника Апокалипсиса, Толкование Святого Иоанна Богослова, Глава 6,Стих 8.

    Образ полковника Курца, воплощенного гениальным Марлоном Брандо, пожалуй самый яркий персонаж Апокалипсиса, несмотря на свое очень короткое экранное время. Это персонаж, который врезается в память, и всегда будет манить к себе, некой непонятной страстью. Так часто бывает, когда роль раскрыта не совсем полностью, и в то же время ты успеваеш проникнутся образом. Всегда в таких образах есть нечто таинственное, которое словно магнит притягивает к себе. Полковник Курц, человек загадка, без сердечное чудовище, которое вершит свой суд. Он создал свой маленький мир, который хотел одточить до идеальности, но в глазах других, это выглядит как кара божья, как апокалипсис, который послал бог, на землю грешную, чтобы вершить правосудие. А Курц, почувствовал себя ангелом, который держит меч божий. И когда Курц переступил ту невидимую черту, бог послал ангелов своих, дабы остановить хаос.

    «И тогда Он пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края земли до края неба.«Малый Эвангельский Апокалипсис, Толкование Иоанна Богослова, стих 27

    Описывать восторг от фильма можно еще долго. Просто поражает розмах и грандиозность проекта на то время, то какой труд проделала вся кино команда, снимая столь сложную картину целых 16 месяцей в непроходимых Филиппинских джунглях и болотах. И все же проект удался. Долго еще буду вспоминать потрясающую природную красоту, и в то же время как контраст: кровь, грязь, и те пустые, наполненные болью и отчаяньем глаза Уилларда…

    Безусловно шедевр.

    10 из 10

    16 декабря 2010 | 21:47

    Тема войны, в частности Вьетнама прославила многих режиссеров. В данном контексте это не имеет отношение к Ф. Ф. Копполе. Являясь лицом нового Голливуда, к моменту выхода фильма он уже состоялся как талантливый режиссер, имея за спиной «Разговор» и «Крестного отца». Сюжет фильма построен вокруг задачи нахождения и физического устранения опального полковника Курца, поставленное военным руководством перед лейтенантом Уиллардом. Но это не самоцель фильма. «Апокалипсис сегодня» — это мощное философское произведение, лицо войны, его безумство и ужас. Полковник Курц блистательно сыгранный М. Брандо — сильная личность. Это человек который разочаровался в американской политике во Вьетнаме. Самовольное бегство в джунгли это не страх перед войной, это внутренний конфликт главного героя. Крушение идеалов, осознание бессмысленности миссий, побуждают его найти пристанище среди местных аборигенов и единомышленников, стать их вождем. В то же время он понимает все безнадежность своего положения. Это подтверждают его слова в финальном диалоге с Уиллардом. «Я знал что ты придешь меня убить» Измученный, доведенный до отчаяния полковник протирает влажным платком себе голову, и у него со лба стекается маленькая струя воды. Этот кадр по моему мнению является одним из лучших в истории кино. «Апокалипсис сегодня» — фильм обличительный, который показал сущность американской военщины. СМОТРЕТЬ НЕОБХОДИМО!

    19 декабря 2011 | 11:01

    Апокалипсис я увидел впервые ребенком, и уже тогда этот фильм произвел на меня значительное впечатление. Повзрослев немного, я посмотрел его еще несколько раз и проникся к картине уважением, но понять ее до конца мне так и не удалось. Это сложная лента, неоднозначная. В ней были какие-то чуднЫе загадки. Я смотрел это кино столько раз, сколько нужно, чтобы распутать его секреты, но многие тайны остались таковыми.

    Это вызов уму, вызов сердцу, удастся ли тебе его почувствовать или нет, поддашься ли ты его тяжелому монтажному ритму, сумеешь ли перейти границу экрана, чтобы оказаться ТАМ, или Апокалипсис так и останется забытым фильмом из серии «классика — обязательно для просмотра».

    Во-первых, трудно понять, о чем вообще этот фильм. Безусловный ответ: о войне во Вьетнаме, об отсутствии морали среди командующего состава, а еще, возможно, это антивоенный манифест, и т. д., и т. п. Да, все это так. Ну, а если заглянуть чуть глубже? Этот фильм можно представить как некое пророчество, предостережения, а еще это психологическое, скрупулезное наблюдение за человеком в «странных обстоятельствах». Возможно. Но если заглянуть еще глубже, под слои эих шаблонных версий? Для меня это кино о шевелении белых трупных червей на дне сточной канавы, это алчный звук их вгрызающихся в мертвую плоть маленьких челюстей. Это безумие и ужас, законсервированная дохлятина. Фу!

    А точнее можно? Это произведение искусства о жизни и смерти не как противоположностей, но единства. Это гармония уродства и прекрасного, — она запечатлена в образах, которые легко видны. Это плохо укладывается в сознании, поэтому фильм смотрится тяжело. Объятые рыжим пламенем взрывов зеленые джунгли, железная лодка на закатной глади реки, пулеметные выстрелы, нарушающие благодатную тишину, девушки из Плейбоя, перед осоловевшими от похоти солдатами, душа огня на выжженном берегу, особняк провинциальных аристократов в «заднице планеты», безупречное досье полковника Куртца и его безумие. Человеческие жертвы на ступенях храма Богу. Добро и Зло рядом, друг у друга на коленях. Только одного человека не тронуло ни то, ни другое: он единственный остался самим собой. Ну, вы знаете, о ком я.

    Темы искусства всегда повторяются. Путь, — вечное путешествие — одна из центральных тем человека, если не сказать, самая главная. Путешествие капитана Уилларда вниз по реке, по этому «кабелю, подключенному к самому сердцу Куртца», можно принять за развернутую метафору жизненного пути. Впрочем, все это банально, меня интересует другое — этому шедевру чего-то не хватает, поэтому он идеален. Идеален в том смысле, в каком ему нужно быть для человека, для зрителя. Подлинное совершенство реализовалось бы тогда, когда зритель смог бы ощутить эту картину в себе, когда она стала бы частью ЕГО памяти. Но это невозможно. Фильму не хватает реальности. Не реалистичности, нет (она требуется отнюдь не каждому продукту творчества), — бытия. В остальном это шедевр, да.

    Актеры. Мне было жаль видеть их в других фильмах. Мне было жаль видеть другие фильмы Копполы. Шучу, преувеличиваю. Хочется обратить внимание на великолепные виды, на яркие, богатейшие краски и оттенки джунглей, реки, декорации языческого храма (сцена взрыва которого так и не вошла в окончательный монтаж фильма), игру света и тени, созданную оператором и художниками-осветителями, музыку, вовремя говорящую и вовремя замолкающую, — это все выстрел пошлому пафосу в висок. Более всего мне нравится в нем неспешная созерцательность, монтажные стыки, мягким наплывом стирающие границы между планами и кадрами. Разумеется, все почести режиссеру, без которого задумка даже не появилась бы на свет. Сам Коппола так оценил свою работу: «Я уверен, что создал произведение искусства и не мог сделать лучше». С этим нельзя не согласиться.

    Как ни странно, этот фильм задумывался как блокбастер. На съемки уходил миллион за миллионом; Коппола сам спродюсировал картину, но в этой роли он выступил куда хуже, чем как режиссер: в прокате «Апокалипсис» постиг апоплексический удар. Даже собратья из Голливуда весьма скромно оценили достоинства сей фильмы: всего два Оскара. Неудивительно, что американский зритель отверг этот фильм. Фильм, слишком странный, антипатриотический и непонятный; слишком правдивый? Однако это не помешало получить фильму самую престижную для художника-кинематографиста награду — Золотую пальмовую ветвь.

    В 2001 году эта картина обрела второе рождение (первое произошло в 1979 году) : Апокалипсис вновь появился на экранах, но со слегка измененным названием: «Апокалипсис наших дней. Режиссерская версия». Коппола вшил в фильм кадры и эпизоды, которые не были включены в раннее издание. Таким образом в «окончательной» версии картины хронометраж увеличился на целых 40 минут: фильм действительно стал полнее, но даже в урезанном варианте он гениален. Вот и все. Режиссер расплатился сам с собой. Он будто вырыл из земли клад и дополнил его новыми драгоценностями. Водном из интервью Коппола признался, что считает Апокалипсис лучшим фильмом. Разве осмелится кто-то спорить?

    29 февраля 2008 | 22:36

    Масштабные планы, непроходимые джунгли, узкие реки цвета грязи, молодые солдаты, сражающиеся за родину, бомбежка, девушки Playboy, война во Вьетнаме — все это сложилось в единую картину Френсиса Форда Копполы, в шедевр мирового кинематографа.

    В основу сценария фильма легла повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Повесть Конрада не связана с войной. Что объединяет повесть и картину так это имена главных героев, джунгли и ужас. Ужас войны разума и безумия, ужас джунглей, ужас того, что эта война и эти джунгли делают с людьми. Намного легче, понять фильм, прочитав сначала книгу. Тяжелое давящее чувство мрака и безысходности переходит с бумаги на экран.

    Съемки фильма длились 1 год и 4 месяца. Бюджет картины составил 31,5 млн долларов — для того времени огромная сумма. «Апокалипсис сегодня» получил две Пальмовые ветви и два Оскара. «Я уверен, что создал произведение искусства и не мог сделать лучше», — сказал Фрэнсис Коппола о своей картине.

    Действие фильма проходит во время Вьетнамской войны. Ветерану спецназа, капитану Уилларду поручено задание — найти в джунглях обезумевшего полковника Курца и убить его. Уиллард на патрульном катере с экипажем из нескольких человек отправляется вверх по реке. Ходит слух, что полковник Курц создал свое «королевство» в дебрях Камбоджи, где командует группой местных жителей. У Курца своя философия, которую пропагандирует обезумевший фотожурналист.

    Путешествие по реке превращается в адскую пытку для всех членов экипажа. Солдаты не знают, за что воюют, они не знают где их командир. Мост, который они защищают, потеряв рассудок, украшен яркими светящимися гирляндами. Подполковник любит покататься на сёрфе, солдаты употребляют наркотики, капитан обменивает две банки топлива на девушку года. Страшная война поедает сознание людей. К финалу стирается реальность, начинается полное безумие. Безумие как вирус, который передается через узкую реку или от ветки к ветке сквозь джунгли. Полковник Курц как хранитель этого безумия. Но не он его породил, просто он принял его.

    Масштабная атака воздушных войск особенно поражает. Когда вертолеты бомбят мирное селение под оперу Вагнера «Полет валькирии». Сочетание в кино классической музыки и сцен жестокости напомнило «Заводной апельсин» Кубрика, в котором поклонник «ультранасилия» Алекс слушает Бетховена. Композиция кадров, цветА создают живописную картину. Живописную картину ужаса. Капитана Уилларда превосходно сыграл Мартин Шин. Его взгляд с начала фильма блестел безумием, но в самом конце — это уже взгляд человека, видевшего настоящий ужас.

    Поселение Курца — вот оно «сердце тьмы». Тьма поглотила рассудок. И от этого не убежать, это останется с теми, кто был рядом. Молодые солдаты делают то, что им сказали. Воюют на автомате с автоматом в руках. «Мы учим молодых парней стрелять в людей, но их командиры никогда не позволят им написать нецензурное слово на самолете, потому что это неприлично». Бессмысленная война вытаскивает наружу из людей нечеловеческие качества, лишает их разума. Все это мастерски показывает с экрана Френсис Форд Коппола.

    В начале фильма звучит композиция The Doors «The end». Да, это конец, еще в начале. Да, это «The horror…the horror».

    10 из 10

    11 сентября 2012 | 01:46

    Действие происходит во время Вьетнамской войны. Американское военное командование поручает, страдающему от безделья в Сайгоне, молодому капитану Уилларду отправиться с парой солдат в Камбоджу, и устранить бывшего командира «зеленых беретов» — полковника Куртца, который в тамошних джунглях со своими солдатами создал «собственную империю», сделавшись ее диктатором. Дальнейшие путешествие отряда Уилларда по реке, бои — свидетелем и участником которых он стал, взаимоотношения между военными и их «странности», все это как бы демонстрирует то, как может трансформироваться в экстремальных условиях психика человека…

    -«Люблю запах напалма по утру. После того как пройдут вертушки, земля вся выжжена. Даже от трупов врагов остается лишь запах горелого бензина… Это запах победы.»

    Френсис Форд Коппола приступал к съемкам своей грандиозной эпопеи о Вьетнаме, уже будучи голливудским «тяжеловесом» и располагая большими деньгами, благодаря критическому и коммерческому успеху двух «Крестных Отцов». И к тому же, его новый режиссерский проект поддерживала киностудия «Юниверсал», так что, он мог не в чем себе не отказывать.

    Да он, собственно и не отказывал. Коппола «выписал» к себе на съемки, на Филиппины целую плеяду голливудских звезд, и лучших техников. Значительные средства пошли на создание декораций и военную технику — катера, вертолеты, оружие и прочее. А еще на массовку и визуальные эффекты (перестрелки, пожары, взрывы и т. д.). Многие уже возведенные постройки, пришлось делать заново, так как они были уничтожены при урагане. И «творческий поиск» самого режиссера в кино — экспедиции привел его в тупик. Ходит легенда, что Мартин Шин, чуть было не зарезал Копполу осколкам зеркала, а тот сам был на грани самоубийства, так как «утонул» в материале, и не имел не малейшего понятия как заканчивать и монтировать картину. В итоги все это привело к тому, что съемочная группа «подсела» на ЛСД и марихуану. И жене режиссера Элеоноре пришлось лететь на Филиппины и спасать мужа (примечательно и то, что первоначально в задумках Копполы было, снимать все «камбоджийские» сцены во Вьетнаме. Но так как в то время там все еще шли бои, боссы киностудии предпочли не рисковать, и снять все на «курортных» Филиппинах).

    В следствии всех этих передряг создание картины растянулось на 3 года. А по окончании съемок Коппола имел целых 200 часов (!) рабочего материала. Разумеется монтаж занял еще довольно продолжительное время. А еще предстояла сложная работа со звуком (впервые в истории, для полного погружения в атмосферу фильма, была разработана и использована технология — «Долби Стерио», то есть — объемное звуковое оформление). И полностью готовую, смонтированную картину Френсис Форд Коппола представил на суд критиков и журналистов, только на Каннском кинофестивале, в 1979-ом году. Где фильм был с восторгом встречен публикой, и обласкан критикой, а так же получил главный приз — Золотую Пальмовую Ветвь.

    На этом победное шествие грандиозной военной (а вернее будет сказать — «антивоенной») ленты американского кинорежиссера, по миру только начиналось. Так на Оскаровской церемонии, в 1980-ом, «Апокалипсис Сегодня» был представлен аж в восьми номинациях, в двух из которых (правда, не столь престижных) одержал победу — За лучший звук и лучшую операторскую работу. Ранние картина Копполы была привезена на Московский Международный Кино — Фестиваль, и боролась за главный приз (хотя так и не получила, но о том везите знаменитого голливудца в столицу слагали легенды).

    В прокате, поддерживавшимся широкой рекламной компанией, «вьетнамский» блокбастер Копполы не смотря на солидную продолжительность, и тяжесть затронутой в нем темы, смог не только окупиться (стоил он более 30 миллионов $, для 70-ых это были огромные деньги), но и принести значительную прибыль. Вопреки всем прогнозам и опасениям аналитиков и продюсеров. Иными словами, тогда в 1979-ом Френсис Форд Коппола был «на коне», и праздновал убедительную победу!

    Ну и в заключение об некоторых создателях картины. Мартин Шин (капитан Уиллард) сыграл своего героя хорошо и сумел передать через себя все безумие того, чего свидетелем является его герой в пути по просторам вьетнамского ада. А сыгравшие его подчиненных Сэм Боттомс (Лэнс), Фредерик Форрест (Хукс) и совсем молодой Лоуренс Фишберн (Миллер) — смогли создать запоминающиеся характеры своих героев. Так же в картине сыграли Харрисон Форд (штабная «шишка») и Деннис Хоппер (репортер «осевший» во владениях Куртца), и так же смогли запомниться зрителям наряду с другими своими коллегами, у которых под час было гораздо больше экранного времени. А фразы героя Роберта Дюваля (лейтенант — «серфенгист» Килгор) мгновенно запоминаются, и так и просятся

    в цитаты. Еще в картине засветился в роли пилота вертолета, сержант — актер Р. Ли Эрми (который в будущем прославиться в ленте Стенли Кубрика, на схожую тему — «Цельнометаллическая Оболочка»). А в заключение назову Марлона Брандо. Этот великий актер просто перевоплотился в своего полковника Куртца. И всякое его появление в кадре (как правило ночью и в тени) вызывает напряжение и трепет. А его финальная реплика даже стала слоганом картины.

    Сценарий был написан Джоном Милиусом, на сюжетной основе романа Майкла Херра «Сердце Тьмы» (только пришлось менять место действия и переносить историю в наши дни, то есть в середину 60-ых), и сперва назывался «Психоделический Солдат». Окончательное свое название картина получила не сразу. Сперва Коппола озаглавил свой фильм — «Апокалипсис Трех», затем появилось и нынешнее название -«Апокалипсис Сегодня»…

    Оператор ленты, Витторио Стораро заснял множество потрясающих и крутых сцен, некоторые из которых, уже вошли во многие энциклопедии по кино. Особенно впечатляет разгром вьетнамской деревушки, и полет вертолетов под Вагнеровских «Валькирий», или финальное забивание быка.

    А музыка написанная отцом режиссера, композитором Кармине Коппалой, при участии самого Френсиса так же врезается в память, как и многие сцены этой эпопеи. Песня группы Doors — «The Ehd», звучащая в самом начале картины, подобрана весьма удачно и создает определенное настроение в дальнейшем…

    Хочется так же упомянуть и талантливого художника — постановщика, в прошлом часто сотрудничавшего с Копполой — Дина Тавулариса, который создал все эти «вьетнамские» декорации и выбрал такие красивые места для съемок ленты…

    22 года спустя, в мае 2001-ого, Френсис Форд Коппола, привез на очередной Каннский фестиваль, полную (режиссерскую) версию самого знаменитого своего фильма. И теперь продолжительность «Апокалипсиса Сегодня» составляет — 3 часа 15 минут.

    Сегодня картина Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис Сегодня»- является признанной классикой мирового кинематографа. А так же занесен в Национальный Реестр кинофильмов США. И значиться практически во всех списках «Лучших..», по многочисленным опросам критиков и зрителей многих стран мира.

    10 из 10

    24 февраля 2013 | 17:00

    Френсис Форд Коппола в своём фильме «Апокалипсис сегодня» показывает разные взгляды разных людей на жизнь и человеческие ценности.

    Курц, превратившийся в зверя, уверенный в своей правоте по отношению к «врагу», желающий забыть о себе и своей собственной жизни, но и сопротивлявшийся этому.

    Уиллард, на примере личного дела Курца в штабе, имеет возможность понять всю нечеловечность происходящего на войне. А что, если это лишь верхушка айсберга?

    В целом, фильм об опасности недооценки переоценивающего себя человека.

    Кстати, часть фильма монтировал Джордж Лукас.

    5 из 10

    30 августа 2009 | 16:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 500 руб.
    аудиокнига, 327 руб.
    подробнее

    Новости


    На фоне всеобщего затишья в российский прокат врывается третья лента о Риддике, по традиции поставленная Дэвидом Туи с Вином Дизелем в главной роли. Кроме того, Киану Ривз пытается побороть свою экзистенциальную тоску в драме «Трое в Нью-Йорке» Марка Манна(...)
     
    все новости

    Интервью


    «Падение Олимпа» показывает большую ошибку Службы национальной безопасности Америки: обойти ее можно было только за счет гениального плана, невероятной координации и чрезвычайно обученной команды. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск собрал десять именитых постановщиков, начинавших карьеру с хорроров. Когда вы будете смотреть очередную драму или семейную комедию, загляните в фильмографию режиссера. Вдруг он когда-то давно увлекался экранной расчлененкой и литрами тратил искусственную кровь? И где-то в шкафу наряду с «Оскарами» и прочими наградами у этих людей есть скелет под названием «Я снимал фильмы ужасов». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Сейчас кино как искусство не нужно зрителю, и иногда, когда мы работаем со школами, к нам привозят детишек: они, когда смотрят черно-белое кино, даже не понимают, что это такое. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 321 242 181
    2.Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!11 355 225
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens6 973 316
    4.ВыжившийThe Revenant6 939 795
    5.The Revenant6 050 443
    05.02 — 07.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3200 661 706
    2.И грянул штормThe Finest Hours116 820 934
    3.30 свиданий56 189 214
    4.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa34 358 322
    5.Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black28 187 066
    05.02 — 07.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 085 924655 281
    Деньги556 224 013 руб.163 776 628
    Цена билета266,66 руб.4,00
    05.02 — 07.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    220.Берегись автомобиля8.078
    221.Мужики!..8.078
    222.Старший сын8.078
    223.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.077
    224.АпокалипсисApocalypto8.076
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Плохие парни 3Bad Boys 391.70%
    37.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven91.45%
    38.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II91.37%
    39.Хардкор91.05%
    40.До встречи с тобойMe Before You90.97%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Лес призраковThe Forest11
    В центре вниманияSpotlight24
    Игра престоловGame of Thrones352
    007: СПЕКТРSpectre210
    ДэдпулDeadpool34
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДэдпулDeadpool8.786
    И грянул штормThe Finest Hours7.471
    В активном поискеHow to Be Single
    Ставка на любовь
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.767
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!03.03
    Три девяткиTriple 903.03
    Дивергент, глава 3: За стенойThe Divergent Series: Allegiant10.03
    премьеры