всё о любом фильме:

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now
год
страна
слоган«The Horror… The Horror…»
режиссерФренсис Форд Коппола
сценарийДжон Милиус, Френсис Форд Коппола, Майкл Херр, ...
продюсерДжон Эшли, Ким Обри, Френсис Форд Коппола, ...
операторВитторио Стораро
композиторКармине Коппола, Френсис Форд Коппола
художникДин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
монтажЛиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
DVD в США
зрители
США  31.4 млн,    Франция  4.54 млн,    Германия  3.37 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время194 мин. / 03:14
Во время войны во Вьетнаме спецагент отправляется вверх по реке в Камбоджу с приказом найти и убить полусумасшедшего полковника, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного королевства насилия. По пути мы видим почти сюрреалистический мир ужасов войны.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (358 045)
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
74 + 1 = 75
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902).
    • Полное имя героя Шина — Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
    • По версии британского канала Film4 фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете».
    • Внимательно присмотревшись к дальним планам в сценах с Дэннисом Хоппером, можно заметить слова «апокалипсис сегодня», написанных на каменных сооружениях.
    • Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль-камео. Он снялся в роли журналиста, который делал репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».
    • Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: «Я знаю на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемка продлилась 1 год 4 месяца.
    • Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.
    • Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
    • На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
    • Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
    • В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкмен.
    • Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
    • Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету — лишь в темноте.
    • Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
    • Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
    • В некоторых сценах звук взлетающих геликоптеров был изобретен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
    • Съемки шли на Филиппинах, и по контракту местный правитель Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе геликоптеры и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал свою воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
    • По графику съемки фильма должны были длиться чуть больше шести недель. Они затянулись до 16 месяцев.
    • На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
    • До сих пор Апокалипсис окутывают легенды, что Коппола и многие из съемочной труппы снимали фильм, находясь под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном точно уличили актера Сэма Боттомса.
    • У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
    • Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
    • Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук геликоптеров) испортили большинство сцен с диалогами.
    • Ряд фотографий полковника Куртца из его досье были кадрами из фильма «Блики в золотом глазу» (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
    • Героя Г. Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
    • Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишбёрн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма.
    • В фильме по-настоящему убивают корову.
    • Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
    • еще 26 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола начал делать свою суперэпопею о Вьетнаме почти через год после окончания войны в Индокитае, в марте 1976 года, получив громадные доходы от проката двух частей «Крёстного отца». Ему позволили нарушить негласный запрет на «вьетнамскую тему», дали военную технику и солдат для массовых сцен, которые снимались на Филиппинах. Но судьбе было угодно, чтобы съёмки и монтаж картины затянулись на целых три года (была потрачена громадная по тем временам сумма — $31,5 млн., а ныне она составила бы $87 млн.). И в результате Копполу опередил более молодой и почти никому не известный Майкл Чимино, который «Охотником на оленей», первым серьёзным фильмом о войне во Вьетнаме, поверг американцев в состояние шока. Он раскрыл трагедию сыновей Америки, посланных ею в земной ад. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2070 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Даже не знаю с чего и начать. Любая война — ужасно, вспомните немецкий газ на Первой Мировой Войне, или бесчисленное количество жертв на Второй Мировой Войне, забытая и почти истребленная рота (150 человек!) в Афганистане. А сколько бойцов невидимого фронта погибло во время подлой Холодной войны?

    Вообще тема Вьетнама для американцев является такой же трогательной и душещипательной как для нас неорганизованная война в Афганистане. Началось все из-за жажды доминирования сверхдержав, так как интересы кап- и соцлагеря находятся во всем мире, включая второсортных борцов за свободу с погаными идеями жажды наживы и несчастных жителей страны, на которой с помощью огня, химии и пуль удовлетворяют свое «я» главы противоборствующих блоков. Вроде бы тема войны уходит, только на новых выборах, новый же президент плевать хотел на пацифизм и мертвых людей, обращается к народу с просьбой приготовиться и требует дальнейшей эскалации конфликта.

    Но это все прелюдия к одному из страшнейших столкновений Востока и Запада в тропическом (как казалось) раю. Сколько невинных жизней загублено? Сколько земли облито химией (лет сто там уже ничего не выростет), сколько животных убито? Ради чего? Ради статистики.

    И вот эту тему не упустил великий режиссер Френсис Форд Коппола. Пригласив почти тот же состав из Крестного отца, но пибавив к ним Мартина Шина с Харрисоном Фордом, а так же — уберпопулярную группу The Doors и не менее известных Rolling Stones во главе с Миком Джагером. С точки зрения игры актеров все просто идеально. Нет серьезно идеально. Я не буду говорить о игре актеров, не стану раскрывать характеры, ибо не хочу портить эффект от сюрпризов, а их немало. На массовки было приглашено много людей, использовано много техники и так далее, так что фильм получился безумно масштабным. Не пожалели на этот фильм ни средств, ни сил. Все съемочные группы справились на 100% — будь то монтажеры, костюмеры, декораторы или композиторы. Но, неповерите, все это отходит на второй план.

    Этот фильм стал апофеозом нервов, наивысшей точкой (пиком) реального ужаса, которым безжалостный режиссер Коппола терроризирует зрителя. Нет мощнее и трашнее этого фильма, так как сюрреалистичный ужас войны возведен в квадрат, он мощнее и эмоциональнее любого фильма о войне, ибо главный герой (Мартин Шин) испытавший все ужасы Вьетнама, потом чуть ли не сходт с ума, хотя психически он не здоров еще в начале, где он умирает от скуки в сайгонском отеле.

    Персонаж второго плана — бешенный американский полковник в исполнении Робетра Дюваля самый яркий и ненормальный персонаж в фильме. Он жаждет войны, хотя он смотрит на нее с развлечением или вообще не смотрит в сторону поля брани, главное — чтобы ему не мешали заниматься серфингом.

    Can you picture what will be… Можешь ли ты представить, что будет с нами? Это конец, мой единственный друг. Я никогда не посмотрю в твои глаза, я никогда не пожму тебе руку…

    Эти слова песни The End (Конец) группы The Doors черной, жирной линией подчеркнули почти апокаллиптическую атмосферу фильма. Одним словом — ужас… ужас…

    10 из 10

    Ибо классика не стареет

    22 апреля 2009 | 17:28

    - Кто здесь командир?
    - А разве не Вы?

    То, что это лучший фильм Копполы не вызывает никаких сомнений. Вязкий, долгоиграющий до бесконечности, как ночной кошмар. Без пафоса, без гламур и романтики. И фильм этот не только и не столько о вьетнамской войне. Это фильм о борьбе морали и инстинкта, о жестокости без границ. Из-за трёхчасового хронометража и отсутствия столь любимого современными зрителями экшена он может показаться несколько затянутым, но вряд ли бы за меньшее время режиссёру удалось бы создать неподдельную атмосферу первобытного страха и абсурдности войны.

    Настоятельно рекомендую к просмотру всем любителям не только развлекающего кинематографа

    10 из 10

    25 сентября 2013 | 00:51

    Френсис Форд Коппола сумел собственноручно создать шедевр мирового кинематографа, доказав всем злым языкам, судачившим о его везении с романом Марио Пьюзо, чья именно заслуга в успехе «Крестного отца». Неуспех данного проекта грозил финансовым банкротством режиссеру. Коппола прошел через огонь, воду и чистилище, чтобы создать данный фильм.

    Откровение загнанного солдата

    «Нам нужен апокалипсис, конец света и нужен прямо сейчас. Нам нужен хоть какой-то выход отсюда. Мы не хотим вернуться домой в пластиковых мешках, чтобы принести близким и друзьям печаль. Мы хотим, чтобы не было больше ни дома, ни этих огромных полей с геометрически выверенными белыми крестами, среди которых затеряется и мой. Многие думают, что просто уехав отсюда они спасутся. Наивные… Там, дома среди этих бесконечных проблем со счетами, наплевательском отношении со стороны властей и общества, они осознают, что здесь, на фронте, где есть только жизнь и смерть, было действительно их место.»

    Эта война однажды закончится

    В этом фильме с правильной позиции (хоть и вскользь) рассматривается существующее, на тот момент, положение дел. Если вслушаться в некоторые из речей Куртца, становятся ясны предпосылки поражения американцев во Вьетнаме.

    Куртц понимает, как выиграть эту войну. Он видит американскую армию как колоссальный цирк-шапито. Это несметное количество слабообученых новобранцев, подверженных распространенным в 60-х годах пацифистским настроениям и втихаря потягивающих «травку» в знак протеста или чтобы отстраниться от происходящего. Они тут на год. А затем приедет очередная группа желторотых юнцов и все начнется по новой. Эти непонятные поставки холодного пива, гамбургеров, эротических журналов и чипсов для солдат. Что без этих «радостей жизни» бравые американцы хуже воюют? Это огромное количество затрат на вооружение. Когда сотни бомб попросту сбрасывались на пустое место. Так и напрашивается вывод о том, что целью данной войны была вовсе не победа, а увеличение затрат на ее ведение. А различные фирмы и подрядчики, нанятые для выполнения государственного заказа на поставку, будь-то вертолетов или пар носков, будут отстегивать часть прибыли для представителей власти. Вот тут и нужны новобранцы, которые толком не могут обращаться с вверенной им техникой, топящие в грязи тонны продовольствия, боеприпасов и других поставляемых товаров. А победоносная быстротечная война с использованием профессиональных кадров не позволит получить и толики возможной прибыли. Ведь нажиться на данной уже покоренной страной можно будет разве что рисом.

    Путешествие Уилларда можно представить как поездку по девяти кругам ада. Как и в произведении Данте с каждым новым кругом идет нагнетание мрачности.

    Круг первый: Чертов Сайгон

    Американский генералитет, вместе с коррумпированным марионеточным правительством Южного Вьетнама, сидя в прохладных кабинетах за столами заставленными яствами, решают, куда и сколько сбросить бомб, как побольше нажиться на простых жителях и как очернить полковника, отступившего от главенствующей доктрины. Место, где акт самосожжения буддийского монаха в знак протеста против притеснений дхармы, вызывает приступы восторга и удовольствия. Место, где единственный способ заработка у обычных местных жителей это прислуживать и ублажать приезжих «носителей величайшего ничто».

    Круг второй: Кавалерист Килгор

    Во многом хороший образ офицера. Военная выправка, покровительственное отношение к подчиненным, легко располагал к себе других. Иногда хорошо относился к вьетнамцам, но делал это излишне картинно и пафосно, и не ставил себе это за цель. Войну он видел с высоты птичьего полета. Врагов — мелкими фигурками там внизу или трупами, валяющимися в грязи. Не задавающее лишних вопросов, орудие войны.

    Круг третий: Шоу уродов

    Путь приводит их к возведенной посреди джунглей сцене.

    Брызжущие тестостероном солдаты под ежедневной угрозой гибели напрочь лишаются чувства собственного достоинства. В то время как, вьетнамцы через забор взирают на это и пытаются впитать в себя или хотя бы понять новые для себя прелести американской жизни.

    Круг четвертый: «Мусорная» база

    Они прибывают к базе американцев, больше напоминающей свалку. Кучи хлама под ногами, солдаты утопают в грязи, без управления, просто пытающиеся выжить. Трупы убитых не могут забрать, они гниют тут в своих гробах, потому что по американским традиция ведения войны останки своих убитых солдат нужно обязательно привезти домой в цинковых гробах.

    Круг пятый: Контакт с вьетнамцами

    Любая проверка подозрительных лиц во Вьетнаме всегда происходит очень нервно. Знание иностранного языка у американцев никогда не было на высшем уровне. Это создает языковый барьер, который вкупе с осознанием, что каждый «узкоглазый» — потенциальный враг, прячущий под рубашкой оружие или гранату (или просто негативный отношением к ним) — создают взрывоопасную ситуацию. Поэтому единственным вариантом для избегания нежелательных жертв среди мирных вьетнамцев видится в сведении возможностей контакта с ними к минимуму.

    Круг шестой: Мост Ду-Лунг

    Эпизод бессмысленной бойни в бессмысленной войне. Американская попытка созидания на фоне их же невиданного по размаху деструктивизма. Очевидно, что она обречена на провал.

    Круг седьмой: Война против джунглей

    Из-за густых зарослей не представляется возможным своевременное обнаружение противника. Американцы стреляют вслепую, не зная ни о численности врага, ни о его потерях. В то время как свои потери всегда очевидны.

    Круг восьмой: Идеологи войны

    Была встречена французская семья, живущая в осадном положении в сердце недружественного государства, которая обладает гораздо большей мотивацией для дальнейшего продолжения борьбы. Они сражаются за свою землю, землю своих дедов, которые приехав сюда, бок о бок с «узкоглазыми» поднимали местное сельское хозяйство. Возглавляй они американскую армию (или французскую во время «первой» войны в Индокитае), война бы не закончилась столь бесславно для развитых стран.

    Круг девятый: Логово «падшего ангела»

    Куртц понял, что для создания победоносной армии, порабощающей целые народы, нужно лишить ее солдат всех тех принципов, которые собственно и делают нас людьми. Тогда подобные войска в мирное время совершенно бесполезны и даже небезопасны. Ведь уже пресытившись кровью, они не помышляют о возможности другого способа существования. Вот и просит он Уилларда от избавления для себя и своих людей. Ему нужен локальный апокалипсис, в виде массированной бомбардировки, чтобы скрыть постигшую его неудачу.

    10 из 10

    26 декабря 2009 | 00:04

    Один из самых известных американских фильмов на военную тему, ближе к финалу перерастающий чуть ли не в философскую притчу. Френсис Форд Коппола долгое время «шел к своему апокалипсису» (вроде он сразу после «Крестного отца» хотел его снимать) и одной из наград для него стала Золотая пальмовая ветвь в Каннах.

    Режиссер некоторыми сценами доказывает, что он является одним из художников кино. Начиная с, казалось бы, незначительных «превращений» пропеллера вертолета в вентилятор на потолке и заканчивая сценами с участием Брандо. Первая встреча капитана Уилларда с полковником Куртцом в храме — это наверно идеальная «игра света и тени» в кино (что самое смешное — это была вынужденная мера, так как Брандо запретил себя снимать на свету). Коппола во многих своих фильмах демонстрировал нечто подобное, но здесь, по моему, получилось лучше всего. А финал получился почти такой же сильный, как и сцена крещения в первом «Крестном отце».

    Актеры — что надо: тут и Мартин Шин в одной из лучший своих ролей, и Роберт Дювалль со «своей любовью к запаху напалма» после знаменитой сцены обстрела под полет Валькирии, и будущие Индиана Джонс и Морфеус, и немного «дерганный» фотограф Денис Хоппер.

    Но отдельно хотелось бы отметить Марлона Брандо. Воин-поэт, душа которого навсегда потерялась где-то в джунглях, сердце утонуло в крови от всех ужасов увиденного, а разуму открылось нечто, что непонятно остальным. Человек, стремящийся к абсолютной свободе, в частности «свободе от чужого и даже своего мнения».. Брандо на экране от силы минут 20, но производит самое сильное впечатление.

    «Horror… Horror…» ©

    8 ноября 2010 | 13:05

    Редкий случай, когда можно смотреть кино не с начала, но всё же проникнуться им уже в течение 10 минут. Проникнуться болью, отреченностью, обречённостью, откровенными сценами войны.

    Диалоги, монологи главных героев — вот, что отличает этот фильм от остальных. Настолько продуманные, они полностью погружают в психоз во всех его проявлениях, которые только можно вообразить. Психоз войны.

    Также и видео ряд представляет собой будто документальную картинку. Оттого ещё болезненнее выглядят некоторые сцены. Настолько всё живо представлено, что не хочется вспоминать то, что увидел. Будто приснился ночной кошмар и тебе хочется просто не вспоминать о нём.

    7 из 10

    18 ноября 2010 | 21:35

    Очень серьезное и сильное кино. Оно очень известно и входит во многие списки самых лучших фильмов. Коппола снял очень серьезную вещь, которая вызвала множество споров, критики и восхищения. Картина, конечно же, провокационная до мозга костей. Осуждение американской политики в ситуации с Вьетнамом в картине совершенно не скрывается. Хотя можно поспорить, что именно осуждал Коппола — войну во Вьетнаме или войну вообще?

    На самом деле, у режиссера в этом фильме открыто видны его утопические взгляды не только на войну во Вьетнаме, но и на всё человечество, которое, по его мнению, совершенно забыло свое предназначение и смысл жизни. Вполне можно предположить, что Вьетнам это лишь макет, на фоне которого режиссер раскрывает более масштабные проблемы.

    Кино длинное. Ну, собственно, это для Копполы характерно. Однако, не могу сказать, что фильм затянут — все в меру, все как надо. Также хочется отметить то, что снимать было невероятно сложно, и весь долгий съемочный процесс было сложно выдержать. Но, тем не менее, и актеры, и съемочная группа потрудились на славу. Здорово сняты масштабные панорамы, взрывы, стрельба и т. д.

    31 января 2012 | 20:53

    ШЕДЕВР. Именно с этого слова, с этих заглавных жирных букв, я и хочу начать. В чем отличие Шедевра, единственного в своем роде, от всех остальных фильмов военной тематики, хороших и не очень? Давайте примерно вспомним, по какой схеме «все остальные» строятся (если не брать во внимание тему войны глазами детей, это другой разговор): есть враги, вероломно напавшие на твою родину, и есть «наши», «хорошие», которые с этими врагами сражаются. Парочка «хороших» обязательно умрет, для пущей трагичности. Все «враги» — злые уроды, которых и убивать не грех. Борьба более-менее честная и справедливая, за героев переживаешь, врагов ненавидишь, битвами и спецэффектами любуешься etc.

    «Апокалипсис сегодня» строится совсем по-другому. Даже не строится, а рисуется кистью Мастера, течет, как мутная вьетнамская река.

    Герой Мартина Шина вовсе и не герой никакой. Он не совершает подвигов и не умирает героической смертью, он ничего и никого не защищает (не Америку же ему от мирных вьетнамских крестьян спасать). Его сослуживцы — недалекая американская солдатня, которые вызывают не сочувствие, а неприязнь.

    Я вижу много солдат, но как бы я хотел видеть много воинов! (с) Фридрих Ницше. Но увы, время храбрых воинов и справедливого боя давно и бесповоротно прошло. Сгорело в крематориях, было выжжено напалмом, стерлось с лица Земли бомбами. На смену честному холодному оружию пришло оружие массового уничтожения. И это страшно.

    Вряд ли Френсис Форд Коппола вдохновлялся Кафкой. Но «бытовой сюрреализм» давно уже вызывает у меня ассоциации с великим чешским писателем. Коппола так же мастерски передал ощущение то ли страшного сна, то ли не менее страшной реальности. Что может быть более диким, более нереальным, более неестественным, чем серфинг на волнах от взрывов? И этот бредовый (в самом лучшем смысле) эпизод заставляет содрогаться от ужаса сильнее, чем самая красочная битва.

    Или, что может быть более бредовым, более бессмысленным, чем крики американцев «Мы пришли принести вам мир! Мы здесь, чтобы спасти вас!», сопровождаемые при этом уничтожением напалмом мирной вьетнамской деревни? Два действия настолько не соотносятся между собой, что разум непроизвольно отключается, уступая место все тому же паническому иррациональному ужасу.

    The Horror…The Horror…© Полковник Куртц.

    Еще пара слов о книгах. Строением фильм очень похож на «Божественную комедию» гениального копполовского соотечественника Данте. Тот же спуск в Ад. Только кругов не 9, их бесконечно много, и у каждого они свои.

    Как же сильно похожи солдаты, оставшиеся без командира, на грешников Данте! Они безумны. Они нечеловечески страдают, но уже и не помнят, за что. Они взывают о помощи, не понимая, где они находятся. Но герой Мартина Шина, как и герой Данте в книге, не может им помочь. Их душам уже никто и никогда не поможет.

    Еще один круг Ада — дом французов. И опять, их «мирная» жизнь в самом сердце военных действиях кажется лихорадочным бредом. «Мирная» в кавычках, ибо эти люди порождены войной и существуют за ее счет. Они искалечены и изуродованы, обречены на вечную войну внутри, на вечный метафорический адский огонь.

    Как грешники из «Божественной комедии» не замечали страданий своих «соседей», так и один из главных героев фильма даже не заметил смерти своего сослуживца, пока был занят поиском собаки. Жизнь человека ничего не значит. Ни жизнь вьетнамца, ни американца.

    И, наконец, самый последний круг, самое сердце Ада, и полковник Куртц (великолепный Марлон Брандо) в роли Люцифера. Люцифер у Данте постоянно наказывает других грешников, и одновременно сам страдает больше всех, точно также, как Куртц. Убийца-философ, жестокий диктатор своего маленького «государства», очень сильный и глубокий персонаж. Больше ни слова о сюжете. Остальное смотрите сами.

    Подведу итог. «Апокалипсис сегодня» — это настоящий Конец Света, настоящий Ад. В Аду не звучат взрывы, там нет положительных героев и нет врагов, нет товарищей, которые тебя защитят. В Аду люди теряют все — разум, человеческий облик, смысл и цель борьбы. В Аду повсюду висят трупы партизан, горят джунгли, текут мутные реки и играет Вагнер. Бесконечный кошмарный сон, который никогда не даст проснуться. Апокалипсис был вчера, продолжается сегодня и будет завтра, всегда, пока существует человечество.

    24 июля 2011 | 12:15

    Начну с далёких воспоминаний.

    Первый раз этот фильм я посмотрел лет пять назад. Подросток смотрит 3,5 часа ленту о Вьетнаме с уходом в глубокий психологизм Достоевского. Ясное дело, что понять что-либо с высоты прожитых на тот момент лет было сложно, почти невозможно. Собственно, я мало что понял. Но что-то всё-таки задело мою душу в этом кино, застаило задуматься об очень серьёзных вещах. Фильм стал для меня настоящим откровением.

    И вот, спустя эти самые пять лет, я снова посмотрел ленту. Чувства куда более глубокие окутали меня головы до ног, я провёл бессонную ночь после просмотра. Бессонную хорошем смысле этого слова — в размышлениях о жизни, времени, смерти. И это прекрасно. Именно это и должно давать людям Высокое Искусство. А фильм «Апокалипсис сегодня» как раз и принадлежит к нему.

    В Третьяковке висит картина прославленного русского художника Верещагина «Апофеоз войны». Именно так, наверное, можно охарактеризовать ленту Копполы — апофеоз всех войн человечества, в частности Вьетнама. Нет, это фильм не только о вьетнамской войне — куда более глубже надо смотреть. Коппола пытется конуть в самое ядро человеческой души, взглянуть в неё через призму войны. Ведь в тяжёлой обстановке наиболее ярко проявляются скрытые черты характера.

    На протяжении всего фильма в моей голове возникали несколько слов: фальш, ложь, безумие. Война безумна и античеловечна по своей природе — такую, казалось бы банальную, мысль пытается наглядно донести в своей ленте Коппола. Но жаль, что именно такие банальные до боли вещи никак не могут дойти до сердец людей уже многие тысячелетия.

    «Не столько фильм о войне, сколько о том, как война вытаскивает на поверхность такую правду о людях, которую они предпочли бы никогда не знать» (Роджер Эберт)

    Что касается картинки, звука и прочего, то претензий вообще никаких нет. Великолепные съёмки в Филлипинах, каждый пейзажный кадр — это произведение искусства. А ближе к концу фильма всё пронизано первобытной мистикой, которая пробуждает в тебе непонятные умом чувства. Будто что-то из далёкого тысячелетнего прошлого обвивает твоё тело — и ты не можешь (да и не хочешь) сопротивляться этому.

    Подкрепляется этот праздник мистики великолепным музыкальным рядом от Кармине Копполы. Ну а песня «The End» группы The Doors известна каждому знатоку кино.

    В 1980 году этому фильму, на мой взгляд, незаслуженно не присудили премию «Оскар» в главной номинации. «Апокалипсис…» не только тянул на «Оскар» — он во многом переплюнул его. В очередной раз нужно говорить о том, что премия Киноакадемии — не показатель. К слову, в Каннах фильм оценили по достоинству — Пальмовая ветвь поехала к Копполе.

    В итоге — один из лучших фильмов мирового кинематографа. Именно благодаря таким шедеврам ты веришь в силу киноискусства.

    13 июля 2014 | 12:56

    Фильм очень хорош. Очень! Смотреть нужно внимательно, чтобы не упустить ничего. Ведь Коппола зря не снимает: каждая деталь, каждая мелочь. Фильм сильно давит на психику. Несколько затянут.

    Этот фильм для спокойного просмотра, когда за окном идет дождь. Брандо — величина, «человечище». Мир его доброму имени. Да и сам фильм ведь по большому счёту — прелюдия (часа 2), к ЕГО появлению (минут 30). И сюжет развивается с его появлением. И не отпускает даже когда фильм закончился.

    10 июня 2006 | 18:04

    «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег, и мы понемногу сходили с ума…» (Френсис Форд Коппола)

    Если сравнивать этот фильм с шедеврами мировой литературы, то у меня возникает только одна ассоциация — первая часть поэмы «Божественная комедия» Данте Алигьери, в которой поэт совершает мысленное путешествие по аду. Ад в понимании Данте имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли.

    Шаг за шагом, круг за кругом, поэт совершает нисхождение к самому дну гигантской воронки. На самом дне ада его встречает Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли.

    Вряд ли Коппола, создавая свой шедевр, стремился следовать замыслу «Божественной комедии». Но само построение и концепция фильма имеют настолько тонкую ассоциативную связь с поэмой Данте, что удержаться от проведения определенных параллелей я не смогла.

    Само путешествие главного героя фильма капитана Уилларда по реке Меконг напоминает постепенное, шаг за шагом, круг за кругом, погружение не только в ад окружающей его остановки войны, но и в ад подсознательных глубин собственной души. На дне этого ада он встречает полковника Курца, ангела зла этой вселенной абсурда, боли и духовного опустошения.

    Круг первый: 1969 год, Сайгон, гостиничный номер капитана Уилларда. Уиллард, лишившийся привычной дозы наркотика под названием «война», испытывает самую настоящую психологическую ломку. Его мозг отказывается воспринимать мирную реальность настолько, что он слышит шум вертолетных лопастей во вращении гостиничного вентилятора, сам (за неимением реального врага) причиняет себе физический и психологический вред.

    Круг второй: штаб. Мы видим изменившегося Уилларда. Получив свое задание, он обретает внешне нормальный вид. Его глаза по-прежнему пугающе пусты, но его жизнь снова обретает свой привычный вектор.

    Круг третий: база полковника Билла Киргола. Разгромить под будоражащие звуки вагнеровской оперы деревню для того, чтобы покататься на доске для серфинга; расстрелять террористку-смертницу и тут же дать выпить из своей фляги умирающему вьетконговцу — для Киргола вещи абсолютно совместимые и прекрасно укладывающиеся в его собственную систему мировоззрения. Запах напалма и собственная доска для серфа для него дороже любой человеческой жизни, в том числе и своей собственной. Он единственный кто чувствует себя на войне как дома, но в глубине души даже этого отчаянного вояки занозой сидит мысль, рефреном звучащая в течение всего фильма: «когда-нибудь эта война закончится»…

    Круг четвертый: концерт звезд «Плейбоя». Эта сцена — наглядная демонстрация факта, описанного еще Фрейдом: война очень сильно затрагивает и невероятно легко высвобождает на волю бессознательные базисные инстинкты человека: инстинктивную энергию, поддерживающую жизнь, и силу, зовущую человека к смерти, деструкции, саморазрушению, если говорить упрощенно — сексуальный и агрессивный инстинкты.

    Круг пятый: встреча и проверка мирной вьетнамской лодки, закончившаяся бессмысленной и жестокой бойней стариков и детей. Режиссер усиливает абсурдность ситуации, вводя сцену, в которой один из солдат предлагает, согласно инструкции штаба, отвезти истекающую кровью женщину в госпиталь. «Вот так: сначала мы их убиваем, а потом бинтуем…» Уиллард более честно ставит собственную точку в этом театре жестокого абсурда.

    Круг шестой: последний рубеж американской армии у моста на реке. Самая страшная для меня сцена в фильме. Обезумевшие солдаты, не нужные никому из штабной верхушки, потерявшие своих командиров, бессмысленно и механически делают свою кровавую работу. У них ужасающие в своей внутренней пустоте глаза. Они практически не спят, и в них уже не осталось почти ничего разумного и человеческого. Это — «потерянные солдаты», ходячие мертвецы, живые призраки этой страшной войны.

    Круг седьмой: французская каучуковая колония. Это ад упрямого патриотизма и ад потерь близких и любимых людей. Но в то же время это единственный и последний оплот человечности. Только здесь мы увидим уважение к погибшим, только здесь капитан Уиллард впервые встретит уникальную чуткость, понимание и сострадание. Очень мудро, трогательно и по-женски точно вдова погибшего плантатора обозначит состояние его искалеченной души: «ты устал от войны, в тебе два человека: один — тот, который убивает, другой — тот, который любит». Именно здесь Уиллард почувствует, как в нем с каждым часом войны умирает способность любить…

    Круг восьмой: поселение полковника Курца. Гений военной стратегии и тактики, великолепный знаток человеческой души, ярый сторонник организованной профессиональной армии, чьи таланты и способности оказались не востребованы и признаны вредными. Оскорбленная бессмысленностью этой войны душа полковника однажды обрела сияющее единение и алмазную твердость. Пережив сильнейший психологический шок, его сознание бесповоротно переродилось в нечто совершенно новое, выходящее за рамки ординарного человеческого начала, по-своему совершенное, хотя и дьявольски жестокое. На Востоке подобное состояние измененного сознания почитают как почти божественное.

    Но на Востоке же существует легенда о Драконе, в которого превращается человек, поддавшийся опьянению приравнивания себя к Творцу. Убивший дракона сам становится им. И круг этот бесконечен, пока однажды понявший это человек не разорвет его, выдержав невероятное искушение. И «Дракон» Курц ждет именно такого человека, как Уиллард.

    Круг девятый, последний: снова река Меконг, дно собственной души Уилларда. Измерив глубину пропасти собственного «я», капитан с ужасающей ясностью понимает, что после всего пережитого у него нет будущего. Есть лишь реальность мучительного возвращения в первый круг собственного ада…

    В 60-х годах XX века профессоры Гарвардского университета, докторы психологии Тимоти Лири и Ричард Олперт, проводили опыты с ЛСД на добровольцах по расширению сознания, позже признанные опасными для неподготовленной психики человека и запрещенные на государственном уровне.

    Но порожденное этими опытами особое направление — психоделизм, как восприятие образов на чувственном уровне с последующим или одномоментным их осмыслением, нашло свой путь, перейдя в более безопасную и здоровую форму — медитацию, музыку или йогу. В современном понимании психоделизм — это способ свободной медитации, сочинение в состоянии полубодорствования-полусна. Такое состояние можно назвать «активной грёзой».

    Именно такой психоделической стилистикой насквозь пропитан этот фильм.

    Мистическая музыка и иносказательная поэзия «The Doors». Плавная, текучая, медитативная форма повествования. Гипнотизирующий, почти галлюциногенный визуальный ряд. Путешествие капитана Уилларда как способ погружения в познание свойств и возможностей собственной психики. Психология измененного сознания полковника Курца. Сами монологи Курца, являющиеся почти в чистом виде актерской импровизацией Марлона Брандо…

    Фильм-обвинение, фильм-протест, фильм-боль, фильм-притча, фильм-поток сознания, фильм-самопознание…

    «Алмазная пуля» в сознание и подсознание зрителя…

    10 из 10

    13 января 2011 | 16:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 499 руб.
    саундтрек, 821 руб.
    аудиокнига, 301 руб.
    подробнее

    Новости


    На фоне всеобщего затишья в российский прокат врывается третья лента о Риддике, по традиции поставленная Дэвидом Туи с Вином Дизелем в главной роли. Кроме того, Киану Ривз пытается побороть свою экзистенциальную тоску в драме «Трое в Нью-Йорке» Марка Манна(...)
     
    все новости

    Интервью


    «Падение Олимпа» показывает большую ошибку Службы национальной безопасности Америки: обойти ее можно было только за счет гениального плана, невероятной координации и чрезвычайно обученной команды. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    «Летят журавли», «Сладкая жизнь», «Апокалипсис сегодня» — эти и другие картины, многие из которых уже стали классикой кино, начали свою жизнь в качестве призеров Каннского кинофестиваля. Обладатели «Пальмовых ветвей», о которых стыдно не знать киноманам, объединены в подборке КиноПоиска(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Сейчас кино как искусство не нужно зрителю, и иногда, когда мы работаем со школами, к нам привозят детишек: они, когда смотрят черно-белое кино, даже не понимают, что это такое. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    130.На несколько долларов большеPer qualche dollaro in più8.206
    131.Любовь и голуби8.205
    132.Один домаHome Alone8.203
    133.Славные парниGoodfellas8.201
    134.БлефBluff storia di truffe e di imbroglioni8.201
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Земля будущегоTomorrowland93.34%
    22.Черная мессаBlack Mass93.25%
    23.ФлэшThe Flash93.06%
    24.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service93.04%
    25.МордекайMortdecai93.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЯростьFury20
    ИсчезнувшаяGone Girl129
    Класс коррекции12
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent9
    20 000 дней на Земле20,000 Days on Earth2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.359
    Город героевBig Hero 68.409
    ЯростьFury7.749
    СеренаSerena6.485
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры