всё о любом фильме:

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now
год
страна
слоган«The Horror… The Horror…»
режиссерФренсис Форд Коппола
сценарийДжон Милиус, Френсис Форд Коппола, Майкл Херр, ...
продюсерДжон Эшли, Ким Обри, Френсис Форд Коппола, ...
операторВитторио Стораро
композиторКармине Коппола, Френсис Форд Коппола
художникДин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
монтажЛиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
DVD в США
зрители
США  31.4 млн,    Франция  4.54 млн,    Германия  3.37 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время194 мин. / 03:14
Во время войны во Вьетнаме спецагент отправляется вверх по реке в Камбоджу с приказом найти и убить полусумасшедшего полковника, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного королевства насилия. По пути мы видим почти сюрреалистический мир ужасов войны.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (442 520)
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
74 + 1 = 75
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902).
    • Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишбёрн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
    • Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
    • Внимательно присмотревшись к дальним планам в сценах с Дэннисом Хоппером, можно заметить слова «апокалипсис сегодня», написанные на каменных сооружениях.
    • Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль-камео. Он снялся в роли журналиста, который делал репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».
    • По версии британского канала Film4 фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете».
    • Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: «Я знаю на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемка продлилась 1 год 4 месяца.
    • Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.
    • Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
    • На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
    • Полное имя героя Шина — Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
    • В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкмен.
    • Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
    • Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету — лишь в темноте.
    • Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
    • Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
    • В некоторых сценах звук взлетающих геликоптеров был изобретен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
    • Съемки шли на Филиппинах, и по контракту местный правитель Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе вертолеты и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал свою воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
    • По графику съемки фильма должны были длиться чуть больше шести недель. Они затянулись до 16 месяцев.
    • На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
    • До сих пор Апокалипсис окутывают легенды, что Коппола и многие из съемочной группы снимали фильм, находясь под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном точно уличили актера Сэма Боттомса.
    • У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
    • Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
    • Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук геликоптеров) испортили большинство сцен с диалогами.
    • Ряд фотографий полковника Куртца из его досье были кадрами из фильма «Блики в золотом глазу» (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
    • Героя Г. Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма.
    • В фильме по-настоящему убивают корову.
    • Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
    • еще 26 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола начал делать свою суперэпопею о Вьетнаме почти через год после окончания войны в Индокитае, в марте 1976 года, получив громадные доходы от проката двух частей «Крёстного отца». Ему позволили нарушить негласный запрет на «вьетнамскую тему», дали военную технику и солдат для массовых сцен, которые снимались на Филиппинах. Но судьбе было угодно, чтобы съёмки и монтаж картины затянулись на целых три года (была потрачена громадная по тем временам сумма — $31,5 млн., а ныне она составила бы $87 млн.). И в результате Копполу опередил более молодой и почти никому не известный Майкл Чимино, который «Охотником на оленей», первым серьёзным фильмом о войне во Вьетнаме, поверг американцев в состояние шока. Он раскрыл трагедию сыновей Америки, посланных ею в земной ад. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2446 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Капитану Уилларду, опытному вояке Вьетнамской войны, который успел вернуться домой в США, разочароваться, и приехать обратно в Сайгон, поручают задание: найти и уничтожить некого полковника Уолтера Курца. Война де коварно обошлась с его психикой, превратив практически идеального военного, в сумасшедшего затворника; человек этот окружил себя чем-то вроде паствы из числа местных жителей, в джунглях Камободжи, а также и своеобразным полубожественным ореолом. Он ведет себя как настоящий Бог Резни — убивает без разбору и тех кого принято называть «врагами», и тех кого принято называть «союзниками», а также записывает, время от времени, меланхолически-странные рассуждения на пленку, и посылает в радиоэфир. Уилларда отправляют в путешествие по реке Меконг, которое совсем скоро превращается в психоделическую одиссею полную зноя, грязи, кровопролития, и тщетных попыток разобраться в происходящем, — как внутри так и снаружи.

    Фрэнсис Форд Коппола снимал «Апокалипсис сегодня» на Филиппинах, на деньги вырученные за две части «Крестного отца». Сам процесс создания проходил непросто: то тайфун сносил только что построенные декорации, то у Мартина Шина возникали проблемы со здоровьем, то приходилось по нескольку раз учить филиппинских пилотов как и что делать во время съемок бомбежки. Марлон Брандо и вовсе не желал учить текст, и в кадре практически постоянно импровизировал. Одни словом, фильм этот был не просто снят, но выстрадан. И как это часто бывает с произведениями в которых грань изображаемого проходит как бы по тесному ущелью между самыми разными трактовками и понятиями, создатели постоянно колебались — как расставить акценты в той или иной сцене, и, самое главное, — каким должен быть финал картины, которая в течение почти 3 часов прокладывает путь от относительной ясности к все большему безумию.

    В «Апокалипсисе сегодня » показана война и ее искаженная изнанка; военные говорят о неком «правом деле», но каждый кадр кричит о том, что вокруг, на ниве этого самого дела, творится сумасшедшая подмена понятий, и кровь проливается во имя идеалов призрачных и в своей основе — лживых; война не стоит на чем-то твердом во всю ступню, как то бывает в сражении за свои земли или свободу, а потому любой кто в ней участвует обречен на сомнения и тягостный разговор с самим собой. Уиллард, который вероятно осудил бы полковника Курца, окажись он поблизости, попадает в условия, когда само время и всякое событие играет в пользу их заочного сближения. Отправляясь в путешествие по Меконгу, как Харон по водам Стикса, он созерцает картины, пронизанные бессмысленностью и помешательством войны. На этом фоне возникает вопрос: как можно называть сумасшедшим одного человека, когда все вокруг — сплошное сумасшествие? И нет ли чего-то естественного в отчуждении полковника от официальной линии военного командования?.. Уиллард углубляется в биографию Курца, и все больше его понимает. А события вокруг, будто лишенные маломальской целенаправленности, начинают походить на ночной кошмар: капитану постоянно встречаются странные люди, пребывающие во власти своих навязчивых идей; пейзажи вокруг, вторя внутреннему разброду главного героя и его команды, также утрачивают явные очертания и приобретают сходство с наркотическим трипом. Во время просмотра, хотя Курц и Уиллард встречаются только ближе к концу картины, постоянно преследует ощущение их контакта: кажется, что пребывающий на задании капитан ведет с далеким самоуправцем диалог, а тот, в свою очередь, прекрасно знает о его приближении. И все, таким образом, несет на себе печать некого рока и трагической предсказуемости.

    Только ленивый не отметил блестящую операторскую работу «Апокалипсиса сегодня». Витторио Стораро удостоился за нее премии «Оскар». И действительно — ему удалось совместить в фильме потрясающие по своей эпичности сцены (бомбежку деревни, сброс напалма), с сюрреалистичными закатными панорамами Меконга и мрачными, клочковато-освещенными картинами ночных блокпостов, где американские солдаты, то появляясь на долю секунды в свете прожекторов, то невесть куда пропадая, ведут войну с невидимым противником. Крупные планы лиц, также ставшие визитной карточкой ленты, поданы вкрадчиво, как бы из-за многочисленных и переменчивых слоев освещения. Поэтому полковник Курц на самом деле видится неким сверхчеловеком, а постоянная тревога и растерянность на лице Уилларда говорят лучше любых слов.

    Актерский ансамбль «Апокалипсиса сегодня» достоин отдельного упоминания. Марлону Брандо, так воинственно игнорировавшему сценарный текст, удалось за 30 минут пребывания в фильме создать, возможно, один из самых загадочных и трагических образов в истории кино — образ полковника Курца. Этот человек, несмотря на свои рассуждения, и мысли о нем Уилларда, так и остается своеобразным ящиком Пандоры, — миром слишком большим, чтобы его можно было уместить в короткий приговор и отложить в сторону. Курц Брандо не отталкивает, и не вызывает особенного сопереживания, но кажется чем-то совершенно инородным этому миру, безотносительным к чему-либо вообще и печальным. С другой стороны, командир «воздушной артиллерии» Билл Килгор, в исполнении Роберта Дювалла, вполне себе читаем; этот персонаж как нельзя лучше воплощает образ войны с ее бесцельностью и помешательством. Жесткость этого человека граничит со странным, безадресным состраданием, когда он может дать свою флягу умирающему вьетконговцу, или посадить вьетнамку с раненным ребенком в свой вертолет чтобы скорее доставить в лазарет. И в то же время, Килгор, не щадя ни противника ни своих бойцов, устраивает налет на деревню только потому, что на местном берегу, как ему сказали, — хорошие волны, и можно заняться серфингом. Он то ли примирился со смертью, то ли плевать на нее хотел, то ли закрывает глаза на ужасы войны, то ли действительно сросся с ее бытием до такой степени, что уже не испытывает потрясений… Деннис Хоппер играет роль полусумасшедшего фотожурналиста, который боготворит Курца и постоянно бормочет витиеватые псевдо-буддийские тирады. Легкий привкус безумия, вообще свойственный ролям Хоппера, здесь приобретает масштабы более ощутимые; его персонаж кажется неким обитателем лимба, который не может вспомнить о себе ровным счетом ничего, и роется в бесконечных словах пытаясь привести мысли к маломальской системе, но тщетно. Образ этот также трагичен, поскольку является прямым следствием войны, — ее неполноценным ребенком.

    Фрэнсис Форд Коппола снял кино о войне в самом глубоком понимании этого слова; не только констатируя кровопролитие и скверну политических амбиций, но также демонстрируя губительное ее влияние на человека и его психику. Война противоестественна и не может быть оправдана ничем, поэтому из джунглей на любого солдата любой войны всегда будет выпрыгивать тигр, как бы напоминая что органичные и текучие силы природы против созданных человеческим умом, уродливых идей насилия. «Апокалипсис сегодня» — своеобразная притча о войне вообще, в которой, впрочем, нет ни морали ни выводов, а только одно безразмерное ощущение безумия и «ужас, ужас»…

    9 из 10

    25 апреля 2014 | 01:53

    В основу сюжета фильма Фрэнсиса Форд Копполы легла повесть английского писателя Джозефа Конрада «Сердце тьмы». В ней представлена история, рассказанная капитаном Марлоу о его путешествии по диким, первобытным местам Африки, побывать в которой он мечтал с самого детства: его привлекали загадочные «белые пятна» географических карт, многие из которых только начинали исследоваться. И вот его мечта сбылась; но после того, что ему пришлось увидеть и осознать во время пребывания на «чёрном» континенте, от его очарования к таким местам не осталось и следа. Книга повествует об истинной, звериной, сущности человека, которая скрывается под общественными нормами, закладываемые нам с детства, различными принципами, от которых не остаётся и следа, когда человек оказывается один на один с природой, ещё не тронутой цивилизацией. Здесь царят свои законы и правила, позволяющие древнейшим страстям почувствовать абсолютную власть над всем происходящим. Рано или поздно природа берёт верх.

    Я не буду вдаваться в подробности сюжета книги, так как его основные направления полностью перенесены в фильм. Но перед тем как перейти к изложению своих впечатлений от произведения Копполы, позволю себе пару рекомендаций, чтобы исключить всякого рода недопонимания и вопросы, которые могут возникнуть при просмотре фильма. Во-первых, необходимо прочитать повесть Конрада, которая раскрывает нам весь скелет повествования; а во-вторых, ознакомиться с теми событиями, которые происходили во время Вьетнамской войны и после неё (особое внимание следует обратить на военные преступления, совершённые американскими военными, а также на количество самоубийств, распространённых среди вернувшихся солдат). Теперь о фильме.

    Фильм не является точной экранизацией повести «Сердце тьмы» и повествует нам о Вьетнамской войне. Основной идеей было показать все ужасы, ненужность, бесполезность, вред войны, что получилось очень впечатляющим из-за использования в качестве отправной точки изложения произведение Конрада. В фильм полностью перенесена атмосфера книги. Несмотря на замену места и времени действия, а также изменения (внешне) цели главного героя, да и сам моряк Марлоу превратился в капитана Бенджамина Уилларда, «Ужас» без искажений был перенесён со страниц на киноплёнку; другими словами, поменялась форма, но содержание осталось Конрадовским. Конечно, сценаристами (которыми являлись Джон Милиус, Майкл Херр и сам Фрэнсис) были добавлены эпизоды, связанные с войной, но все они очень гармонично влились в повествование и на фоне книжных выглядели вполне естественно. Это бывает редко, но, на мой взгляд, созданный фильм усилил восприятие от истории, рассказанной английским писателем. Произведение Копполы явилось неким продолжением, распространением и утверждением мыслей Конрада.

    Снято всё здорово: потрясающие декорации и пейзажи, таинственные, мрачные, затягивающие зрителя во всё происходящее при поддержке отличной работы операторов и постановщиков; реальные атрибуты и методы войны пробуждают живое отвращение; отлично передан колорит местного населения. Отдельное спасибо надо сказать реставраторам (одним из которых являлся оператор фильма Витторио Стораро), которые к 2000 году восстановили цвета оригинальной киноплёнки: фильм приобрёл недостающие краски, а финальные сцены на конце реки стали смотреться просто фантастически. Фильм в ходе всего повествования сопровождает жуткая атмосфера таинственности, мистичности, нагнетая интерес зрителя, и с каждым новым эпизодом теряются всякие предположения, что же окажется в конце этого увлекательного (правда, от которого чувствуешь себя не очень уютно) путешествия. Поддерживает зрительские ощущения и соответствующее музыкальное сопровождение (композиторами к фильму стали Кармине Коппола — отец режиссёра — и сам Фрэнсис). Отлично вписалась в происходящее песня «The End» американской группы «The Doors», ну а вертолётная атака под композицию «Ride of the Valkyries» ("Полёт (прогулка) Валькирий» — музыка из оперы «Валькирия» немецкого композитора Рихарда Вагнера), наверное, один из самых сильных и запоминающихся военных эпизодов, когда-либо снятых. Фильм смотрится на одном дыхании, все 200 минут, и его хочется пересматривать ёщё и ещё, рассматривать детали, несмотря на присутствующую жестокую откровенность.

    Обращают на себя внимание отличные актёрские работы. Все персонажи выглядят реальными и естественными, а изменения их поведения под действием «дикой глуши» вполне правдоподобно: даже не замечаешь, как безумство овладевает медленно плывущей по реке лодкой. Мартин Шин в роли капитана Бенджамина Уилларда, главного героя фильма, который уже не может представить свою жизнь без джунглей и войны, очень хорош. Отлично сыграны сопровождающие Уилларда: Альберт Холл сыграл командира лодки Филипса, которого спасало от помешательства увлечённое управление катером; Фредерик Форест сыграл механика Хикса, который мечтал стать поваром, но попал на военный корабль, где вся его мечта обратилась в нечто немыслимо мерзкое; Сэм Боттомс сыграл сёрфингиста Лэнса, превращающегося в меланхолично отрешённого от происходящих ужасов мальчишку; Лоуренс Фишберн сыграл молоденького парнишку Тайрона, так и не осознавшего, что всё происходящее вокруг него — реально. Стоит отметить ярких второстепенных персонажей: подполковника Килгора, безумца, тем не менее руководящего сотнями и распоряжающегося тысячами жизней, в великолепном исполнении Роберта Дюваля (который за эту роль был номинирован на «Оскар» и получил «Золотой Глобус»); а также фотографа, восхваляющего полковника Куртца во всём его ужасе, здорово обыгранного Денисом Хоппером. Ну и конечно Марлон Брандо в исполнении полковника Курца очень эффектен, хотя его персонаж несколько расходится с книжным вариантом, прежде всего внешним видом (у Конрада Курц представлял собой скелет, обтянутый кожей, олицетворявший собой смерть, нежели жизнь, некую «одушевлённую статую смерти»), из-за чего смотрелся не очень естественным в сложившихся условиях, но сыграно неплохо.

    Итог. Фильм отличный, захватывающий, держащий в напряжении на протяжении всех 200 минут. В нём присутствуют и кровь, и жестокость, но это кино о реальностях жизни, её таинствах, ужас которых предстаёт перед нами со всей впечатляющей правдоподобностью. Потрясающая визуальная составляющая (в восстановленном варианте особенно), великолепная игра актёров. Кино, которое стоит смотреть и хочется пересматривать. Сильный и Ужасно Правдивый Фильм!

    Послесловие 1. Фильм заслуживает просмотра режиссёрской версии (с приставкой «Redux»), так как все первоначально удалённые эпизоды вносят новые интересные детали и сцены в повествование и были удалены в своё время только из-за политических аспектов.

    Послесловие 2. Кстати, фильм выступает не только против войны, но и против колонизации, показывая, на примере эпизода с французской семьёй (только в режиссёрской версии), неоправданность этого занятия.

    10 из 10

    11 июля 2012 | 01:11

    Фильм явил собой зрелищное и масштабное представление войны во Вьетнаме, выбрав центром не сами военные действия, а одного солдата, которому поручили секретное задание. Параллельно с действиями фильма мы слышим закадровый голос — озвучка мыслей главного героя, оного солдата, который обдумывает не только свое задание и его выполнение, но и вообще свое отношение к происходящему вокруг.

    Однако в виду сложных технических работ, которые продлились около трех лет, фильм вышел на экраны в 1979 году, но уже после выхода другой ленты про военные действия во Вьетнаме — «Охотник на оленей». Такое опоздание на полгода сказалось на впечатлениях от увиденного, ибо картина Майкла Чимино уже «поведала» зрителю о том, что творится на Востоке, на азиатских землях, во Вьетнаме. Поэтому «Апокалипсис сегодня» уже не вызывал такого шока и ажиотажа, но впечатлял куда больше. Так же эту картину сравнивают с «Взводом» Оливера Стоуна, но как по мне — фильм Фрэнсиса Копполы является лучшим среди них, да и понравился мне он намного больше.

    Впечатляющие сцены, почти что триумфальная музыка, глубина тематики и привлеченный к съемкам в фильме актер Марлон Брандо оказали нужное действие на зрителя, и в частности на меня. Чего стоит только каскадное появление вертолетов под музыку немецкого композитора Рихарда Вагнера из оперы «Валькирия» цикла «Кольцо Нибелунга» — одна из самых зрелищных сцен не только этого фильма, но и вообще в кинематографии. А Марлон Брандо сумел приковать к себе взгляды, несмотря на то, что его появление было отложено до середины второй части фильма. Да и само начала киноленты под известную композицию «The End» американской рок-группы The Doors уже не только завораживает, но и настораживает.

    Потраченные на фильм $31,5 млн. представили зрителю высокое техническое исполнение фильма, начиная от звука и операторской работы и заканчивая монтажом и визуальными спецэффектами. Поэтому фильм ставят выше других схожих по тематике фильмов. Фильм выполнен качественно и профессионально, однако лично меня он в восторг не поверг.

    8 из 10

    18 декабря 2009 | 18:39

    США времён войны во Вьетнаме. Капитан Бенджамин Уиллард (Шин) получает задание подняться вверх по реке в соседнюю Камбоджу, отыскать там лагерь полковника Кёртца (Брандо), который судя по всему спятил и возомнил себя Богом, и убить его. Перед глазами Уилларда прокручивается ужасный калейдоскоп бессмыссленных смертей, звериной жестокости, циничного веселья и прочих «прелестей» военного времени.

    Отличный фильм про войну и человеческую сущность — принципиально жёсткий, невероятно глубокий и попросту страшный. Многие сравнивают путь Уилларда с пресловутыми кругами ада, и сравнение это более чем заслуженное. Как ещё можно назвать то, что происходит вокруг этой одинокой баржи, которая плывёт вдоль двух кровавых берегов. Пустые глаза солдат, потерявших командиров, безумные приказы полковника Килгора (Дюваль), любящего запах напалма по утру, труп 17-летнего паренька, лежащего рядом с магнитофоном, из динамиков которого доносится бодрый голос его мамы, сексуальные развелечения за две бочки мазута, и, наконец, безумное царство Кёртца — всё это производит совершенно однозначное впечатление, которое полностью выражает слоган фильма.

    Френсис Форд Коппола смог удачно совместить два разных сюжетных приёма: суровый реализм первых 80% фильма, и философские мотивы его финала. Кому как, а лично мне больше понравилась именно первая, бОльшая часть картины — более наглядная, демонстративная, опустошающяя и, не буду скрывать, более понятная. С другой стороны, в концовке фильма, на первый план вышел Марлон Брандо, который выдал такую мощную актёрскую игру, которой можно любоваться даже во время отчаянных попыток разобрать на составляющие те монологи, что произносит его герой.

    Кстати, об актёрах. Несмотря на то, что герой Мартина Шина является центральным образом всего сюжета, актёру удалось показать некоторую отрешённость Уилларда. Все события происходят не с ним, а лишь на его глазах, он является проводником зрителя в этот мир. Не знаю, было ли так задумано, что Мартин Шин не должен ни коем образом тянуть на себе одеяло, или это получилось случайно. Но благодаря этому на авансцену выходят второстепенные персонажи: это и упомянутые шикарные Кёртц и Килгор, это молоденький солдат Клин в исполнении Фишборна, и просто неистовый фотожурналист Хоппера. В-общем, есть за что глазу зацепиться.

    «Апокалипсис сегодня» — это классика, как жанра, так и в-целом всего кинематографа. Точка.

    9 из 10

    5 декабря 2012 | 15:04

    Фильм-загадка. Фильм-безумие. Выверенное путешествие по ту сторону человеческой природы. Длинная история, о которой хочется думать еще больше, когда она подходит к концу. Хотя конца, как такого, нет, как нет и начала. Мы смотрим хронику войны. Мы смотрим на последствия решения группы людей ввести войска во Вьетнам и вмешаться в гражданскую войну другой нации, другого народа. Вспомните Историю, она не обманет — большинство войн и революций на Земле организовывала маленькая группа людей, ведомая своими личными мотивами. А дальше перекраивалась карта мира, уничтожались миллионы мирных людей. Так было и так будет. История еще и ничему не учит.

    В каждом человеке есть 2 стороны. Цель тех людей, кто приходит во власть, сделать все, чтобы развить светлую сторону и не дать развиться темной. Можно улучшать экономику, делать хорошие вещи. А можно развязать бойню и выжечь все живое. Администрация Президента США Джонсона выбрала второй путь. Мы говорим о войне во Вьетнаме — странице позора в истории США, одной из многих страниц позора в истории человечества. Это была необычная война, для одной из армий все начиналось не больше, чем развлечение. Им стоило подумать, что неразумно идти убивать, когда ты не знаешь, ради чего ты воюешь. Но на войне думать нельзя. Люди сходили с ума. Лилась кровь невинных. Миллионов невинных. Итог был неутешительным: количество ветеранов войны, покончивших жизнь самоубийством по различным данным составляет от 100 до 150 тысяч человек.

    Рассказать правду о этой войне — это значит, пропустить через себя огромный пласт горя, отчаяния, глупости, подвигов. Эта задача по силам далеко не каждому. Создать фильм об этой войне, который станет вехой в кинематографе — неподъемная задача, которая по силам единицам. Френсис Форд Коппола — тот человек, которому это удалось.

    Ты жив, капитан — и только это и есть правда

    Мы видим войну глазами одного из многих солдат, чьи жизни покалечила война. Только вернувшись домой, он просится назад в горнило войны. Война его тянет, он не может находится далеко от нее. Мания, страсть, помешательство. Зависимость. Увидев то, что увидел он, тяжело вернуться в обычному образу жизни, практически невозможно. Он не смог. Спустя почти 30 лет, этой теме посвятят целый фильм уже о другой, печальной для США, войне. Создатели получат много критики и Оскар в придачу. Это будет неинтересно, мы все понимаем, что эти идеи вторичны. Примечательно, что работа Коппола всего лишь была номинирована на звание лучшего фильма по версии киноакадемиков, но свой заслуженный Оскар так и не получила. А награждать было за что. В фильме показан весь контраст войны, показан неспешно и продумано. Сначала мы видим амбициозных счастливых парней, которые хотят развлечься очередным боевым вылетом и несколькоми сотнями убийств вьетконговцев. В их понимании это не враг: их очень много, большинство без оружия — это дичь на охоте, не более. Веселая охота под LSD. Но мы прекрасно отдачем себе отчет в том, что будет дальше. Что с таким настроем нельзя выходить на задание, расплата последует незамедлительно.

    Открыв фильм батальной сценой захвата деревушки, веселыми мотивами, огромной армией союзников, дальше нас отправят по реке вместе с отрядом солдат выполнять секретную миссию. И чем дальше мы будем подниматься вверх по течению, вглубь джунглей, тем меньше военной поддержки будет вокруг, меньше шума войны и меньше здравого смысла. Будет много опасности, много безумия и много военных преступлений. Режиссер метафорически сравнивает реку с нашим сознанием и нашими устоями. Дальше вглубь — и рациональное уходит, мир окрашивается другими цветами. Он хочет спросить — если заглянуть глубоко вовнутрь, кто мы на самом деле.

    Я не знаю, кто я — зверь или бог.

    Тяжело назвать Капитана главным героем фильма. Он — отправная точка повествования, он — маленькая шестеренка войны. Именно война здесь — главное. Всепоглощающая война, уничтожающая все живое. Кромешный ужас, творимый людьми. Это подчеркивают авторы, не прописывая персонажей, показывая только их реакцию в определенных ситуациях. Прописан здесь только один человек, который появится считанные на минуте на экране, но запомнится на долгое время. Полковник Курц. Жертва Войны, оружие войны. Нарушивший приказы, творящий хаос. Но как его можно обвинить в чем-то, когда узнаешь, через какой ад он прошел. Как можно сказать, что он в чем-то хуже, чем почти все солдаты, появившиеся в картине. Когда идет приказ сверху пролить кровь гражданских, мораль моментально стирается и правил уже нет. Бесконтрольное внутри тебя вступает в свои права. Коппола не осуждает солдат, которые расстреливают мирных жителей. Он не винит всех причастных к тому, что война началась. Он рассказывает историю одной операции. Все остальное сделаешь ты. 

    10 из 10

    26 марта 2014 | 01:35

    Тема войны, в частности Вьетнама прославила многих режиссеров. В данном контексте это не имеет отношение к Ф. Ф. Копполе. Являясь лицом нового Голливуда, к моменту выхода фильма он уже состоялся как талантливый режиссер, имея за спиной «Разговор» и «Крестного отца». Сюжет фильма построен вокруг задачи нахождения и физического устранения опального полковника Курца, поставленное военным руководством перед лейтенантом Уиллардом. Но это не самоцель фильма. «Апокалипсис сегодня» — это мощное философское произведение, лицо войны, его безумство и ужас. Полковник Курц блистательно сыгранный М. Брандо — сильная личность. Это человек который разочаровался в американской политике во Вьетнаме. Самовольное бегство в джунгли это не страх перед войной, это внутренний конфликт главного героя. Крушение идеалов, осознание бессмысленности миссий, побуждают его найти пристанище среди местных аборигенов и единомышленников, стать их вождем. В то же время он понимает все безнадежность своего положения. Это подтверждают его слова в финальном диалоге с Уиллардом. «Я знал что ты придешь меня убить» Измученный, доведенный до отчаяния полковник протирает влажным платком себе голову, и у него со лба стекается маленькая струя воды. Этот кадр по моему мнению является одним из лучших в истории кино. «Апокалипсис сегодня» — фильм обличительный, который показал сущность американской военщины. СМОТРЕТЬ НЕОБХОДИМО!

    19 декабря 2011 | 11:01

    Любой фильм, который снял Френсис Форд Коппола обязателен к просмотру, только иногда я морально готовлю себя к просмотрю, так как эти фильмы нужно смотреть, и они не на один раз, это шедевры, они, возможно на века, а возможно и на тысячелетия. Так как Коппола подходит к созданию фильма очень и очень серьезно и со всем размахом, можно быть уверенным, данная картина не менее эпохальна, чем Крестный отец, снятый несколькими годами ранее. Так оно и оказалось…

    Начало фильма меня встречает одной из великих песен от группы The Doors, а точнее от гения Джима Моррисона — The End, я был поражен насколько эта песня вписалась в фильм, хотя стойте, я ведь его только начал смотреть…

    Изначально сюжет кажется довольно простым, и таких я видел очень много, но по ходу фильма я начал понимать, что не все так просто как кажется на первый взгляд.

    Да куда сюжет, весь фильм сложно оценить сразу, и что изначально кажется может быть простым и затянутым, оказывается так называемым «хитрым планом».

    Весь фильм поделен на эпизоды, которые плавно перетекают друг в друга. Ужас войны, который хочет показать нам режиссер, отображается в некоем путешествии главного героя. По пути мы видим не мало страшных сцен, которые очень доходчиво показывают нам, что война во Вьетнаме — это искалеченные судьбы, лишение, сумасшествие, тоска по родному дому и тысячи жизней, которые гибнут понапрасну. И в самом конце этой вакханалии нам показывают к чему это все приводит, апогей ужаса, царство тьмы. И только в конце понимаешь, к чему вся эта неспешность сюжета, что этой неспешностью режиссер плавно, словно медленно окуная в воду, погружает нас в то, что творилось в Вьетнаме. Как и вступление было под песню The End, под нее фильм и закончился, эта песня подытожила то, что было сказано ранее. Тут начались титры и зажегся свет.

    Просмотрев фильм, я понял, что впечатление, которое осталось, оно останется навсегда.

    Потрясающая работа и съемочной группы, и актерского состава. Марлон Брандо, Мартин Шин и даже очень молодой Лоренс Фишбёрн, и все это в миксе с режиссерской работой, подарило нам еще один шедевр, который уже давно стал классикой и наследием мирового кинематографа.

    2 октября 2013 | 00:20

    Вступление:

    Многие ассоциируют Фрэнсиса Форда Копполу с «Крестным отцом», не затрагивая другие шедевры. Я сам являюсь поклонником этого фильма. И считаю, что «Крестный отец» может спокойно занять лидирующие места в десятке фильмов для мужчин. Так как это круто. И как сказал Том Хэнкс: «В „Крестном отце“ можно найти ответы на все вопросы». И это обусловлено тем, что „Крестный отец“ — это склад информации, которую может взять мужчина на вооружение своей личности. Можно подправить, что «Крестный отец» — кино для думающих мужчин. «Апокалипсис сегодня» — это стадия для посвященных.

    Сердце тьмы:

    Как было сказано ранее, что «отца» нужно смотреть внимательно головой, иначе не будет понятно. «Апокалипсис» следует узреть сердцем. История воплощенная в трилогию о трагедии семьи глубоко затрагивает душу, эпопея о войне имеет большие масштабы. И мне не нравятся основные комментарии зрителей.» После просмотра, нам теперь так ясно как ребятам на войне охота домой» — пишут они. В основном это так и есть. Но главный сюжет сосредоточен на герое, который желал войны. Лишь второстепенные персонажи, окружавшие его, хотели вернутся в свой уютный дом. Они даже дополняли этим состояние души Уилларда и подчеркивали главную идею — «война — это наркотик». И тем не менее можно хорошо увидеть что чувствуют люди, прошедшее через ужас. Они уже никогда не будут прежними. Ибо частичка тьмы навсегда поселиться в их сердце.

    Запах напалма, словно запах победы:

    Вообще Американское кино про войну чересчур наполнено патриотизмом. Создается впечатление, что во всех войнах побеждали только американцы, будь то это Первая или Вторая Мировая. Еще есть вариант где они одолевают инопланетян, спасая планету полностью, но это уже из другой фантазии. И все же солдату, который находится на поле боя под ливнем пуль, не особо приходят мысли о демократии и ее смысле. Но ведь за что — то он должен воевать? В «Апокалипсисе» можно увидеть всю правду и ужас, происходящий в горячих точках, именно поэтому это кино отличается от других. В реальности безумие обладает большей силой, чем дух патриотизма. Большинство начинают сходить с ума. Или же, если они крепкие орешки, то становятся как Капитан Уиллард, т. е зависимыми от войны, и иной образ жизни для них перестает существовать, тем не менее они будут это тщательно скрывать. Конечно было бы наглостью обойти стороной героя, которого играл Роберт Дюваль. Ведь он скорее всего и был тем, во что верят свободолюбивые американцы. Но как ни странно, сценарист Джон Милиус не сопоставлял его с «Капитаном Америкой», а скорее с циклопом, как он сам говорил. Вообще большинство запоминающихся моментов и культовых сцен, принадлежат именно ему. Хоть даже полет вертолетов — это идея Джорджа Лукаса. Нападение, которое они совершали под Вагнера, разрушая все вокруг, словно стая огненных драконов, естественно инициатива Милиуса.

    Звук и операторская работа:

    Другое, что меня поразило в фильме — это звуковое сопровождение, атмосфера мрака и хауса продирает до костей, даже мурашки по коже. Несмотря на то, что «Апокалипсис сегодня» был первым фильмом с 6 — ю каналами стерео 5.1. Это был ажиотаж в свое время в кинотеатрах. С первых секунд фильма можно услышать полет невидимых вертолетов, и если правильно расположить колонки в комнате, то это произведет должный эффект. Обратите внимание. Война будет слышна как в реальности. Но не было бы полной картины без оператора. И он естественно делает свое дело, доведя его до оскара. Здесь само собой рассказывать все бессмысленно, это надо видеть.

    Актеры:

    Теперь после всего вышеперечисленного, можно обратиться к главным героям этой легендарной эпопеи. Прежде всего хотелось поблагодарить Фреда Росса, именно он определил кто будет сниматься.

    В общем начну с Мартина Шина, он я как знаю, был не первым кандидатом на главную роль, по счастливой случайности ему повелось сниматься. И это в самую точку. Сам капитан Уиллард предстает в образе мученика, который после первых боев до сих пор не пришел в себя, его душа ранена и она страдает. И чтобы излечить ее, нужно вернуться в то место, где все окружающее больше пугало и настораживало, тем самым отвлекало от внутренней боли. Для него это были джунгли. Как говориться: «клин клином». Начальные кадры горящей природы отчетливо передают его состояние. Возможно поэтому Мартина выбрали. Так как его образ идеально сочетается с меланхоличностью Уилларда. Не знаю, что написать насчет актерской игры, но наверно он был рожден для этой роли.

    И вот наконец настал тот момент, когда я всем своим сердцем могу выразить свою искренность моих похвал в адрес Марлона Брандо. Такие актеры, как он, наверно встречаются только раз в 100 лет, словно пролетающие мимо Земли кометы, не похожие на другие звезды. Хоть в «Апокалипсисе» на его долю пришлось не более 30 минут, но эти 30 минут были длиной в продолжительность всей жизни полковника Курца. Я даже увидел в нем каким он был раньше, до того как переступил грань между безумием и отчаянием. Теперь было понятно почему племя туземцев ему поклонялось. Теперь стало ясно зачем американской армии он не стал нужен. С обычной стороны, можно подумать, что полковник сошел с ума, но если рассудить философски, то можно понять, что он обрел новую форму мышления насчет всего происходящего, пройдя отчаяние, поселив безумие в свое сердце. Лишив его всяких чувств жалости и эмоций. Тем самым сотворив в себе монстра, который как машина убийца, готов полностью отдать себя войне. Ибо этот пример помог Полковнику обрести власть. Находясь в подчинении у обычных генералов, которым им так и не покорился. Он стал Богом. Даже после того когда Курц погибает, он забирает с собой страдающую душу Уилларда, наполнив его сердце пустотой, и превращая его в одного из универсальных солдат, которых он когда -то набирал в ряды своей армии. С помощью них можно было выиграть эту войну.

    Эпилог:

    В конце всего вышеизложенного, я хотел бы искренне поблагодарить Фрэнсиса Форда Копполу за этот феномен. Феномен в виде «Апокалипсиса сегодня», который неизвестно когда наступит. Быть может он заключается в другом понимании. Хоть у самого сценариста он имел свои идеи. Но для меня прежде Апокалипсис — это погибель самой души человека. Ибо тогда наступит конец самого его существования и смысла на земле. Для каждого он свой, для каждого свои сроки. Для каждого свои пределы.

    PS: Хотелось завершить эту рецензию, как и сам фильм, последними словами полковника Курца.

    Ужас. Ужас…

    10 из 10

    20 декабря 2012 | 16:15

    Здесь нет исторических сражений, героических подвигов, типа, ура! за родину! Это жизненное кино, включая вполне жизненного свихнувшегося полковника.

    Коппола просто показал нам, как там было, не все конечно, но показал. Когда я смотрел это кино, я как будто проходил экскурс по горячим местам во Вьетнаме 35-40 лет назад. Зрителю кажется «Как там все ужасно! Как так можно вообще?!» Персонажи фильма относятся ко всему спокойно, режиссер не особо акцентирует внимание на чем-либо. Просто экскурс. В итоге получилось великолепно.

    В тему советую посмотреть «Взвод».
    Оба фильма на 10 баллов, без разговоров.

    Доброй ночи, Вьетнам!

    24 марта 2006 | 14:24

    Очень серьезное и сильное кино. Оно очень известно и входит во многие списки самых лучших фильмов. Коппола снял очень серьезную вещь, которая вызвала множество споров, критики и восхищения. Картина, конечно же, провокационная до мозга костей. Осуждение американской политики в ситуации с Вьетнамом в картине совершенно не скрывается. Хотя можно поспорить, что именно осуждал Коппола — войну во Вьетнаме или войну вообще?

    На самом деле, у режиссера в этом фильме открыто видны его утопические взгляды не только на войну во Вьетнаме, но и на всё человечество, которое, по его мнению, совершенно забыло свое предназначение и смысл жизни. Вполне можно предположить, что Вьетнам это лишь макет, на фоне которого режиссер раскрывает более масштабные проблемы.

    Кино длинное. Ну, собственно, это для Копполы характерно. Однако, не могу сказать, что фильм затянут — все в меру, все как надо. Также хочется отметить то, что снимать было невероятно сложно, и весь долгий съемочный процесс было сложно выдержать. Но, тем не менее, и актеры, и съемочная группа потрудились на славу. Здорово сняты масштабные панорамы, взрывы, стрельба и т. д.

    31 января 2012 | 20:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 500 руб.
    аудиокнига, 327 руб.
    подробнее

    Новости


    На фоне всеобщего затишья в российский прокат врывается третья лента о Риддике, по традиции поставленная Дэвидом Туи с Вином Дизелем в главной роли. Кроме того, Киану Ривз пытается побороть свою экзистенциальную тоску в драме «Трое в Нью-Йорке» Марка Манна(...)
     
    все новости

    Интервью


    «Падение Олимпа» показывает большую ошибку Службы национальной безопасности Америки: обойти ее можно было только за счет гениального плана, невероятной координации и чрезвычайно обученной команды. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    КиноПоиск собрал десять именитых постановщиков, начинавших карьеру с хорроров. Когда вы будете смотреть очередную драму или семейную комедию, загляните в фильмографию режиссера. Вдруг он когда-то давно увлекался экранной расчлененкой и литрами тратил искусственную кровь? И где-то в шкафу наряду с «Оскарами» и прочими наградами у этих людей есть скелет под названием «Я снимал фильмы ужасов». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Сейчас кино как искусство не нужно зрителю, и иногда, когда мы работаем со школами, к нам привозят детишек: они, когда смотрят черно-белое кино, даже не понимают, что это такое. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 543 964102 969
    Деньги686 544 097 руб.10 608 672
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.Апокалипсис сегодняApocalypse Now8.125
    186.Хоббит: Пустошь СмаугаThe Hobbit: The Desolation of Smaug8.124
    187.Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind8.123
    188.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.122
    189.Ип МанYip Man8.121
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.89%
    52.Полный расколбасSausage Party89.83%
    53.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.66%
    54.Три икса: Возвращение Ксандера КейджаxXx: The Return of Xander Cage89.39%
    55.Джек Ричер: Никогда не возвращайсяJack Reacher: Never Go Back89.34%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft6
    Падение ЛондонаLondon Has Fallen33
    Торренте 5Torrente V: Misión Eurovegas1
    Взорвать ГитлераElser4
    Война и мирWar & Peace25
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.768
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.611
    Angry Birds в киноAngry Birds6.549
    Экипаж8.178
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    Дочь БогаExposed16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры