всё о любом фильме:

Головокружение

Vertigo
год
страна
слоган«Можно ли вернуться из мира мертвых?»
режиссерАльфред Хичкок
сценарийАлек Коппель, Сэмьюэл А. Тейлор, Максвелл Андерсон, ...
продюсерХерберт Коулмэн, Альфред Хичкок
операторРоберт Бёркс
композиторБернард Херрманн
художникГенри Бамстед, Хэл Перейра, Эдит Хэд, ...
монтажДжордж Томазини
жанр триллер, мелодрама, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  18.2 млн,    Франция  2.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время129 мин. / 02:09
Номинации:
Скотти Фергюсон — отставной сыщик, которого не назовешь баловнем судьбы: одинокий, оставшийся за бортом своей профессии, да еще и страдающий патологическим страхом высоты. Бывший коллега Гейвин Элстер просит его последить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
58 + 1 = 59
8.8
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа «Из мира мертвых» (D`entre les morts, 1954), написанного совместно Пьером Буало и Томом Нарсежаком.
    • Съёмки фильма проходили в период с 30 сентября 1957 по 19 декабря 1957.
    • Права на фильм были выкуплены самим режиссёром и составили наследство его дочери, так что новые поколения зрителей увидели этот фильм только в 1985 году.
    • На роль Мэделин Хичкок планировал взять Веру Майлз, но та была вынуждена отказаться из-за беременности.
    • «Головокружение» — четвертый и последний совместный проект Альфреда Хичкока и Джеймса Стюарта.
    • Картину холодно восприняли как критики, так и зрители. Сокрушенный Хичкок обвинил в неудаче исполнителя главной роли Джеймса Стюарта, сказав, что он исчерпал себя, и его лучшие годы позади. Больше Хичкок никогда не снимал Стюарта в своих фильмах, хотя до этого он слыл его любимчиком.
    • Во время съемок у Хичкока и Ким Новак были очень натянутые отношения. Во-первых, идеальной исполнительницей Мэделин Хичкок считал Веру Майлз, а Новак ему навязали студийные боссы, во-вторых, Ким периодически давала Хичкоку советы, чего режиссер не любил.
    • Камео Хичкока — в начале фильма проходит по улице в сером костюме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Было снято также послесловие фильма, запрещенное европейской цензурой, однако не вошедшее и в оригинальную американскую версию. В ней мы видим более-менее вылечившегося Джона, вместе с Мидж слушающего репортаж, посвященный поимке в Европе Гевина Элстера.
    • еще 6 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Остановившись у отеля, Скотти выходит из своего «ДеСото» (DeSoto Firedome Sportsman Hardtop Coupe), оставляя дверное стекло опущенным. В следующем кадре стекло уже поднято.
    • О одной из сцен, книги на витрине книжной лавки лежат по-разному во время входа и выхода героев.
    • В начале фильма, когда Скотти беседует с Гэвином Элстером (Том Хэлмор), при смене кадра исчезает лед в стаканах.
    • В гостиной Скотти было два стула со светлой обивкой. Когда Скотти второй раз заходит в спальню, где спала Мэделин (Ким Новак), одного стула нет, а второй почему-то стоит у столика.
    • Когда Скотти находится за спиной Мэделин, обстановка в музее меняется.
    • еще 2 ошибки

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Не так давно выпущенная отреставрированная копия одного из шедевров Альфреда Хичкока лишний раз доказала, что многие современные творцы мелодраматических и психоаналитических триллеров (от «Рокового влечения» и «Основного инстинкта» до недавней ленты «Чёрный георгин») вышли именно из «Головокружения». Любопытен и тот факт, что в середине 80-х годов этот вполне невинный по содержанию фильм был справедливо включён по одному из опросов критиков в десятку самых эротичных кинопроизведений всех времён и народов. Хичкок, который довёл до изощрённого великолепия механизм создания саспенса (тревожной атмосферы) почти что на пустом месте, точно так же поступил и с воплощением на экране неких глубинных флюидов обострённой чувственности, непреодолимого влечения мужчины к женщине. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1293 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Альфреда Хичкока считают «мастером ужасов», хотя на самом деле, фильмов ужасов как таковых он снял всего лишь два: «Психо» (1960) и «Птицы» (1963). Хичкок создавал поистине завораживающие киноленты в жанре триллер, заставляя зрителя трепетать от панического страха. В картине «Головокружение» режиссёр держит интригу благодаря постоянному сохранению тайны, которую публика хочет разгадать уже с первой минуты просмотра.

    Главный герой Джон «Скотти» Фергюсон страдает акрофобией, после того как стал случайным виновником убийства своего коллеги. Покончив с работой полицейского, Джону приходится принять предложение своего друга провести частное расследование. Заказчик считает, что в ее жену вселился дух, который приказывает ей свести счёты с жизнью. Не веря в эту полнейшую чушь, Джон берется за дело и через пару дней с удивлением осознает, что в данных словах есть доля правды. Но к несчастью для главного героя, между ним и девушкой возникает обоюдная любовная связь. А Мадлен явно не собирается долго тянуть с самоубийством…

    Хичкок подогревает интерес публики к странной истории постепенно, шаг за шагом, чтобы тот до самой последней минуты фильма оставался в неком неведении. Музыка композитора Бернарда Херрмана тоже не дает расслабляться. Незаметные для обыденного зрителя режиссёрские приемы Хичкока, сплетаясь воедино, создают невероятное художественное полотно; и непонятно, правдива эта история или откровенно фальшива. Безумие главного героя завладевает людьми по ту сторону экрана, делая их марионетками в руках автора фильма.

    Безусловный плюс картины — любовная линия. Она является главенствующей в сюжете, и от нее много зависело. Страсть между актерами Джеймсом Стюартом и Ким Новак явно были. Их первый поцелуй (порочный, как кажется поначалу) ломает стену между «12 злобными зрителями» и безразличию к героям. Если после этого вы не переживали за Скотти с его безграничной любовью, то вы явно закаленный жизненными испытаниями человек. Когда же привязанность Джона к Мадлен превращается в паранойю, когда он впадает в глубочайшую депрессию, когда надежды на хеппи-енд почти нет, Альфред Хичкок делает ответный выпад, и постепенно раскрывает свои карты.

    Любовь — такое ли это благородное чувство, как нам распевают поэты? Как понять, где привязанность граничит с прилипчивостью, а увлечение — с одержимостью? Никогда фатализм, мании и идеи-фикс не приводили ни к чему хорошему. Режиссёр учить нас не поддаваться фальшивым пристрастиям и почаще объяснять жизненные неурядицы глупой случайностью, нежели злым роком.

    Вывод: «Головокружение» Альфреда Хичкока полностью соответствует своему названию. Головокружительные события, происходящие с персонажами, приведут зрителя в замешательство, потом в неподдельный восторг, и в конце концов — в подлинный ужас. Воистину один из лучших фильмов за всю историю кинематографа. Любители саспенса и нуара — не проходите мимо! Всем настоятельно рекомендую.

    Спасибо за внимание.

    10 из 10

    17 августа 2013 | 04:25

    Эта картина поистине вызвала у меня головокружение!

    Скотти Фергюсон — полицейский ушедший на покой, но отдохнуть ему не удалось. Жизнь «наградила» его акрофобией. Так же с ним связывается его старый знакомый Гейвин Элстер, который просит проследить за его женой (Мэделин). И в дальнейшем уже не возможно оторваться от сюжета.

    Кажется, что кто-то или что-то проникает в тебя. И вот ты уже вместе со Скотти следишь за Мэделин. Пытаешься составить какую-то логическую цепочку в своей голове, но безрезультатно, начинает кружится голова и все рассыпается словно карточный домик.

    Музыка — это отдельная глава. Как творения Моцарта «словно метла» могли очистить голову Скотти. Так и музыка на протяжении всего фильма держит в постоянном напряжении, играя на самых тонких струнах твоего мозга.

    Итог. Хичкок как всегда на высоте.

    7 из 10

    4 августа 2014 | 08:20

    «Головокружение» — это еще одна история, рассказанная великим режиссером, в которой он наделяет главного героя паническим страхом — боязнью высоты. Фобии у всех разные. Скотти Фергюсон на протяжении всей кинокартины борется с постоянным головокружением, вызванным не только акрофобией, но и событиями, затянувшими бывшего сыщика в пучину страстей, загадок и мистических тайн.

    В этой киноленте не так важен сюжет (хотя, конечно, важен), как сама атмосфера. Чего только стоит первый кадр с психоделической передачей страха, ужаса, паники в глазах. Да и музыкальное обрамление фильма с самого начала вводит зрителя в тревожное состояние. Что-то нехорошее, непременно, произойдет, надо только дождаться этой минуты, — все говорит об этом в «Головокружении».

    Альфред Хичкок мастерски изображает наваждение, предчувствие беды, фатальности и неизбежности чего-то страшного и трагичного. Эту манеру нагнетания ужаса, мрачности, тревоги чуть позже за основу в своем творчестве возьмет Роман Полански, что станет его фирменным знаком.

    Кинокартина «Головокружение» делится на две смысловые части: в первой мы видим сыщика одним, во второй — другим. Речь идет о его душевном состоянии. На Скотти Фергюсона настолько повлияло расследование, что с середины фильма мы почти не узнаем главного героя. Им управляет одержимость, он хочет докопаться до истины, разгадать все тайны. И это желание гораздо сильнее его фобии.

    Этот фильм Альфреда Хичкока просто обязаны посмотреть киноманы и любители психоделических триллеров. «Головокружение» — это классический образец детективного жанра.

    9 из 10

    27 мая 2015 | 11:59

    Худший фильм Альфреда Хичкока? Если вы читаете эту рецензию, ответ очевиден. К счастью, «Головокружение» я посмотрел уже после просмотра, скажем так, основных фильмов маэстро, иначе моё знакомство с творчеством Хичкока на том и закончилось бы. И на это есть несколько причин.

    1) Уже неоднократно упомянутая, затянутость. Наглядный пример фильма, из которого можно вырезать минимум 30 минут хронометража без существенного влияния на сюжет. Хотя, это могло бы сыграть в пользу фильма, придать ему атмосферности, если бы не проблема номер два…

    2) Музыка. Стоит сказать, что музыкальное сопровождение само по себе прекрасно. Но композиции такого рода обычно используются умеренно, преимущественно в ключевых сценах и кульминационных моментах фильмов. Это подчёркивает драматичность того или иного момента, а также позволяет правильно расставить акценты в повествовании. А вот когда на протяжение битого часа приходится наблюдать крайне медленно развивающееся действо, сопровождаемое очень напряженной музыкой, это просто невыносимо выматывает. После такого акта эмоционального истощения зрителя, все сюжетные повороты, происходящие во второй половине «Головокружения», смотрятся очень блекло, а на уме остается лишь одна мысль: «Я должен высидеть до конца».

    В качестве небольшого примера, приведу фильм «Начало». Представьте, будто композиция Ханса Циммера Dream is Collapsing играла бы не только в развязке фильма, но и со стабильной периодичностью звучала на протяжение предыдущих 130 минут. Так вот «Головокружение» производит именно такой эффект.

    3) Не зря Хичкок в неудачах фильма обвинил Джеймса Стюарта. Такая картинная и нелепая актёрская игра сгодилась бы разве что для какого-нибудь провинциального театра. Достаточно вспомнить сцену падения героя со стула в начале фильма. Видно, действительно к моменту съемок Стюарт немного подустал. К Ким Новак особых претензий нет, довольно стандартная хичкоковская блондинка.

    При всей моей любви к работам Альфреда Хичкока, «Головокружение» можно спокойно пропустить мимо, ограничившись его гениальными, более ранними работами.

    16 марта 2012 | 22:54

    Скотти Фергюсон сыщик в отставке, которому пришлось уйти из профессии из-за инцидента, произошедшего с его напарником, из за чего в последствии у него развилась фобия, страх высоты и головокружение. Его бывший коллега Гейвин Элстер просит об одолжении последить за своей женой Мэделин, поскольку та ведет себя пугающе странно.

    Фергюсон соглашается и тем самым становится вовлечен в спланированное преступление.

    Это действительно эталонный фильм Хичкока, который вдохновил такие картины, как, скажем, «Основной инстинкт».

    В нем присутствует практически все от саспенса до романтики. Лично мне кажется, что главная тема в фильме, это идеалы, которые есть у всех и о том что наши идеалы под поверхностью зачастую оказываются совсем не такими идеальными. Фергюсон, страдающий комплексом вины, так и не встретивший свою вторую половинку, оставшийся за бортом своей профессии, берется за дело по просьбе своего старого приятеля как бы по неволе, в котором встречает таинственную Мэделин, такую загадочную и прекрасную и спасает ее, вытащив из воды, он наконец чувствует себя нужным и ответственным за нее. Светлые волосы, завораживающий голос, восхитительная походка и загадочность происходящего вокруг нее в которое вовлечен он сам, создает в его голове образ идеала, такого хрупкого и не долговечного, который он в итоге теряет… именно идеал.

    Вам никогда не приходило в голову почему понравившийся нам сувенир, за стеклянной витриной кажется нам таким идеальным? А представьте что старый друг попросил вас в его отсутствие охранять салон за витриной которого продается этот сувенир, то прибывание там и наблюдение за ним таким не доступным и загадочным, изначально по неволе, делает эффект гораздо сильнее. Но вот по прошествии времени он попадает к вам в руки, совершенно доступный и пелена загадочности слетает с глаз, вы находите в нем изъяны, царапинки и другие не совершенства и он перестает быть вашим идеалом и мысли о нем больше не преследуют вас.

    Вот об этом и вторая часть фильма, он вовсе не о преступлении, именно наши идеалы ставят планку в жизни из за которых у нас появляются фобии, и именно их мы и преодолеваем на пути к нашему идеалу. Но разобьется ли наш идеальный образ в конце, когда он наконец станет нашим или нет, будет зависеть от того, что в итоге он из себя представляет. Но как бы то ни было, в любом случае его достижение избавит от фобии.

    Действительно мастерский фильм короля саспенса, заслуженно поставленный Американским Институтом Кинематографии (AFI) на 9 место в обновленном в 2007 году списке 100 самых лучших и значимых американских фильмов в истории.

    10 из 10

    2 января 2010 | 17:35

    Действительно головокружительный фильм! Захватывающий сюжет, великолепная игра актеров и элегантность того времени и классический Хичкоковский саспенс. Во время просмотра тонешь в повествовании в красивой картинке — находишься в плотном эмоциональном вихре. Концовка вообще потрясает и первые часы после фильма сложно оправится от шока. Фильм по-настоящему держит и завораживает — причем кино 1958.

    Наверное «Головокружение» идеальный фильм для любого зрителя, и если менять эпоху, в которой происходит сюжет и добавлять технологий соответствующих конкретному времени — будет воспринято на ура. Этот фильм является образцом качественного популярного кинематографа, даже, думаю это один из фильмов откуда можно брать соотношение разного рода сцен — переносить в разные сценарии и будет хит. «Головокружение» потрясает при просмотре, погружаешься в него полностью, но выныривая, обсыхаешь некоторое время и все, он теряется в воспоминаниях. Думаю именно таким должен быть качественный мэйнстрим — передающий эпоху, завораживающий, интригующий и, думаю, именно с такой шокирующей концовкой. Думаю, собрание кинокритиков со всего мира лет через 50 «лучшим фильмом всех времен и народов» признает фильм «Титаник» Джэймса Кэмерона, как и «Головокружение» было признано в 2012 году.

    8 из 10

    3 октября 2012 | 21:59

    Ещё одна жемчужина в галерее мастера своего дела Альфреда Хичкока. Сама идея и стилистика фильма на своё время очень новаторская, да и сейчас смотрится очень свежо несмотря на то что прошло пол века с момента её создания и кинематограф за это время сильно изменился.

    В этой картине можно в первую очередь увидеть основную черту «Хичкоковских» лент: Красивая блондинка(Ким Новак), сюжетный саспенс и незаурядного главного героя в исполнении Джеймса Стюарта на чьи плечи ложится весьма странная и запутанная дилемма, но всё как всегда приобретает очень неожиданный для зрителя оборот. Также нужно отметить детали которыми переполнен фильм, но без которых полученный эффект был бы недосягаем: Музыкальное сопровождение, описать его сложно, это знакомо тем кто когда-либо смотрел работы Альфреда Хичкока, также цветовой спектр который передаёт настроение фильма в моментах когда это необходимо.

    Данная картина наводит на некоторые мысли и практически открытым текстом повествует о тонкости влечения к «объекту желаний» и некоторым неврозам вызванными его потеряй. Но тут как говорится лучше 1 раз увидеть чем 100 раз услышать, чтобы самому придти к неким выводам.

    Впоследствии уже другие более поздние режиссёры брали в свои картины некие детали из этого фильма как самый яркий пример «Остров проклятых» Мартина Скорцезе и именно по этому Альфреда Хичкока можно назвать настоящим новатором и гением своего времени и дела, ведь именно благодаря таким людям кино продолжает жить и развиваться как искусство.

    27 апреля 2015 | 09:05

    Признаться, всегда полагал Хичкока автором исключительно жанровым и в своем роде коммерческим, что к искусству имеет очень слабое отношение, а потому заслуживает внимания лишь как развлечение, но не нечто, проливающее свет на природу человека и его отношений… «Головокружение» заставило думать несколько иначе.

    Сюжет прост: бывший полицейский Фергюсон страдает боязнью высоты, во многом поэтому и оставляет службу. Его нанимает для слежения за своей женой его бывший товарищ по учебе. Цель Фергюсона — понять и предотвратить ее возможное самоубийство.

    Если говорить формально, то дальше следует несколько плавных сюжетных кульбитов, которые заставляют впериться в экран и смотреть, не отрываясь. И лишь потом, анализируя свои эмоции и интерес к фильму, понимаешь, что дело не только в сюжете, хотя он выстроен блестяще. Дело в кинематографии как таковой.

    Уже в том, как выстроена основная фабула, очевидно, как мастерски Хичкок пользуется монтажом — в 2-часовой ленте лишними стали лишь пара эпизодов, да и то лишь по той причине, что их значение Вашему покорному слуге пока осталось неясным, но чувствую, что и у них есть объяснение.

    Но и это не главное — пожалуй, ни в одном своем фильме Хичкок не пользуется столь виртуозно операторскими изысками, если не сказать, что это спецэффекты. Те же иллюстрации страха высоты, особенно если учесть, что на дворе 50-е, смотрятся весьма эффектно.

    Неужели это главное? Нет, конечно. Ведь есть еще и цвет — сейчас опытный зритель легко поймает Хичкока (точнее, его постоянного оператора Роберта Бёркса) на использовании рефракторов (или чего-то подобного). Правда, немногие и до сих пор используют их в столь умелом нагнетании саспенса. Создание тумана прошлого (а может, и ностальгии по утраченной любви) — тоже на совести цветовой гаммы фильма. Намеки, разбросанные на красных листьях в лесу… А еще ведь есть и соединение традиционной художественной съемки и мультипликации (привет Бобу Земекису с его будущим кроликом Роджером).

    Набор примет хичкоковского стиля? Пожалуй, здесь он в полном раскладе. Роковая блондинка, мистический флер, неудержимый саспенс, детективный сюжет, небольшое камео самого режиссера (один из пешеходов по ходу фильма), Джеймс Стюарт… Последний обладает уникальной для хичкоковской структуры внешностью — самой что ни на есть обычной. Но при этом как никто Стюарт умеет играть лицом и изображать человека по давлением обстоятельств. Он таков и у Хичкока и у Капры, к примеру.

    Разумеется, на месте и фирменный и уже помянутый саспенс. Но ни в котором своем фильме (навскидку, во всяком случае), мастер триллера не использует для нагнетания поцелуй. А в «Головокружении» чувство страха возникает даже тогда, когда зритель вроде бы должен расплыться в умильной улыбке. Именно поэтому трудно разглядеть фирменную английскую иронию по ходу этой пьесы. На мой взгляд, ей тут и не пахнет.

    Но все время я отступаю от главного — от исследования человека и роли знаменитого англичанина в этом увлекательном процессе.

    Во-первых, Хичкок, в том числе в «Головокружении», замечателен уже тем, что не столько играет на страхах зрительских и потому изобретенных, а пытается излить и изжить в своих фильмах собственные фобии. «Головокружение» в одном из эпизодов формулу избавления от них рисует довольно прозрачно.

    Удивительно, но именно здесь у режиссера традиционные для него (фобии) — влечение (любовь) мужчины и женщины и страх — удивительно рифмуются, да еще и увязываются со смертью и чувством вины (еще раз спасибо Джеймсу Стюарту, да и Ким Новак тоже).

    Многие небезосновательно видят в этом раскладе явные фрейдистские мотивы. Но мне почему-то это делать не очень хочется — в конце концов, Фрейд выводил историю личности из детства и витиевато рисовал выходы из ее перверсий. Хичкок, скорее, исходит из понимания человеческой натуры как сотканной из имманентно присущих и жизненно приобретенных (в чем и отличие от Фрейда) страхов и комплексов, но выход все же ищет в любви, ну и ясно дело — в кино.

    Однако в случае с «Головокружением», как и положено с шедевром, удивительный его финал ставит новые вопросы, нежели дает ответы (в духе прежних, да и будущих творений Хичкока), а, значит, оставляет место для новых интерпретаций.

    Наверное, поэтому Хичкок и особенно Vertigo вызывает сегодня наибольший интерес и у критиков и режиссеров — и не только как икона жанра триллера и носитель собственного стиля, — но и как один из мостов, соединяющих массовую культуру с культурой эстетской и интеллектуальной.

    p.s. Кстати, отдельная радость — узнавать цитаты из Хичкока в современных фильмах (в данном случае ретроспективно). Моя любимая — это`Матрица» с беготней Тринити по крышам. Кстати, и сам режиссер кое-что процитировал — кадры с лестницами очень сильно напоминают кадры Урусевского из «Летят журавли», вышедшему годом ранее.

    10 января 2014 | 03:00

    «Головокружение» является на сегодняшний день одним из влиятельнейших фильмов в истории мирового кинематографа и входит в число киношедевров Альфреда Хичкока. В 2012 г., согласно опросу авторитетного британского журнала о кино Sight & Sound, хичкоковский детективный триллер занял первую строчку в списке величайших фильмов всех времен, впервые обойдя тамошнего лидера «Гражданина Кейна»! В списке лучших детективов по версии Американского киноинститута «Головокружение» также занимает первое место. Кроме того, данная картина служит образчиком изобретательного использования технологии цветного изображения «Техниколор»: цветовые решения играют в фильме не меньшую роль, чем сюжет и персонажи.

    Начинается «Головокружение» с эпизода-пролога, окрашенного в сугубо синие тона. В нем двое полицейских ведут по крышам преследование злоумышленника, как вдруг один из них, стараясь вскарабкаться по мансардной кровле наверх, соскальзывает и хватается за водоотвод. Тотчас же на помощь ему приходит напарник, протягивает руку, но нечаянно сам теряет равновесие и падает вниз. Оставшийся висеть полицейский смотрит на мертвого товарища, оцепенев от ужаса. Так оканчивается пролог: Хичкок оставляет персонажа в подвешенном состоянии, мучимого боязнью высоты, головокружением и своей беспомощностью. С этого момента синий цвет в фильме будет прочно ассоциироваться с чувством вины.

    Чудом спасшегося полицейского, имя которого Джон «Скотти» Фергюсон, играет Джеймс Стюарт, до этого снявшийся у Хичкока в трех его картинах. Скотти — хрестоматийный пример главного героя в хичкоковском триллере: уязвимый мужчина средних лет, страдающий от физиологического (боли в спине) и психологического (акрофобия) недугов. Подав в отставку после трагического происшествия с напарником, Скотти предвкушает заслуженный отдых, но его мечтам, увы, не суждено сбыться. Гэвин Элстер (Том Хелмор), его старый приятель по колледжу, обращается к нему с необычной просьбой — установить слежку за его женой Мэделин (Ким Новак). Не потому, что подозревает супругу в измене, а потому, что взволнован ее странным поведением. Она может говорить о чем-то и вдруг замирает на полуслове, ее глаза заволакивает туман, а взор потухает. Еще она где-то бродит, но никто не знает где — сама она об этом тоже ничего не помнит. В такие часы, по мнению Гэвина, будто кто-то из умерших вселяется в ее тело. И надо заметить, что его подозрения идеально рифмуются с названием романа-первоисточника, положенного в основу «Головокружения», — «Из мира мертвых» за авторством Пьера Буало и Тома Нарсежака.

    И вот, в фешенебельном ресторане «У Эрни», среди его кроваво-красных интерьеров, Скотти впервые замечает 26-летнюю блондинку Мэделин, идущую в густо-зеленом палантине из дверного проема к выходу и на мгновение остановившуюся в профиль, подобно тем загадочным женщинам, которые изображены на полотнах великих художников. Она — хрестоматийный пример femme fatale у Хичкока: «холодная блондинка», внешне строгая и добродетельная, но способная сделаться более чувственной под влиянием страсти или опасности. Хотя сцена «У Эрни» длится недолго, она весьма информативна. Именно здесь у Скотти зарождается сильное, обжигающее чувство по отношению к Мэделин. Ее появление в дверном проеме означает, что в ее прошлом сокрыта тайна, которая нам видна лишь отчасти. С этим образом Мэделин соотносится зеленый цвет, в котором воплотились ее красота, загадочность и уязвимость. Кроваво-красный антураж ресторана, однако, сигнализирует о подстерегающей опасности, связанной с этой женщиной. В «Головокружении» зеленый и красный цвета почти всегда показываются попарно.

    Всюду, куда отправится Мэделин, ее будет сопровождать зеленый цвет. Выделяющиеся из общего фона зеленые коробки в углу цветочного магазинчика; поросшее зеленью кладбище миссии Долорес; аккуратные зеленые лужайки около Дворца Почетного легиона; вода зеленоватого оттенка в заливе Сан-Франциско. Даже машина героини выкрашена в зеленый цвет! Свое преследование отставной полицейский ведет под аккомпанемент тревожной, нервной, пронзительной музыки Бернарда Херрманна — композитора, который создал музыкальное сопровождение для всех фильмов Хичкока, снятых с 1955 по 1964 гг. Однако до «Головокружения» музыка Херрманна никогда не была настолько эффектна! В процессе слежки Скотти замечает, как Мэделин в трансе смотрит на портрет одной женщины. Ею оказывается испанка Карлотта Вальдес — прабабушка Мэделин, которая после недолгой совместной жизни с богатым мужчиной была выдворена на улицу и покончила жизнь самоубийством аккурат в возрасте 26 лет.

    Пришло время раскрыть до конца цветовую палитру «Головокружения». Итак, синий цвет, напомню, отвечает за мотив вины. Зеленый цвет, символ страсти и наваждения, связан с Мэделин. Следующий за ним красный цвет предупреждает о таящейся опасности, угрозе. Примечательна сцена, в которой Мэделин впервые оказывается у Скотти дома после ее попытки суицида. Отлежавшись и восстановив силы, она входит в гостиную в красном халате (цвет-тревога!) На Скотти, напротив, надет зеленый свитер, выражающий его крепнущее чувство к супруге Элстера. Чуть позже, когда она внезапно пропадает из квартиры, герой бежит ко входной двери красного цвета (ограждение от женщин, посягающих на его личное пространство) и обнаруживает себя стоящим в зеленоватом отблеске, оставленным Мэделин после себя.

    Хотя Скотти ни разу не был женат, это вовсе не означает, что женщины его не любили. Узами дружбы и привязанности он связан со своей давней подругой Марджори «Мидж» Вуд (Барбара Бел Геддес). В фильме с ней ассоциируются оттенки желтого цвета. В отличие от Мэделин, Мидж — девушка открытая и искренняя. Ей нечего скрывать, поэтому ее дизайнерская мастерская светла и просторна. Сочетание кремово-желтого цвета с ее заботливостью и сочувствием служит намеком, что Мидж любит Скотти так, как мать любит своего сына. Позднее в палитру «Головокружения» внедряется последний цвет — фиолетовый. Его воплощением становится молодая девушка Джуди Бартон (вновь прекрасная Ким Новак), которая с лица — вылитая Мэделин, но характером — более приземленная. Когда Скотти осознает, что с его бывшей пассией все кончено, он становится одержим Джуди. Однако сама она интересует его лишь в той степени, в какой походит на Мэделин, поэтому Скотти ревностно добивается от нее стопроцентного сходства, настаивая на смене одежды и прически. Джуди безумно влюблена в Скотти и во имя любви приносит себя в жертву. После ее преображения герой снова видит перед собой «свою» Мэделин, вышедшую к нему навстречу из дурманящей зеленоватой дымки. Во время поцелуя камера Роберта Беркса деликатно вращается вокруг пары, передавая головокружительность происходящей сцены.

    Трагедия Скотти в том, что он не способен полюбить реальную женщину, состоящую из плоти и крови. Однажды Джуди горько подмечает: «Ты даже не хочешь ко мне прикасаться!». Вместо нее, герой предпочитает женщину-фантазм, которую нарисовало его воспаленное воображение. Подобно художнику, Скотти настолько поглощен идеей воссоздать свой идеал, что невольно лишает Джуди ее индивидуальности. В финале, излечившись от «романтического головокружения», он остается растерянно смотреть в пропасть, в которую с ужасом вглядывался в начале этой волнующей истории.

    8 января 2016 | 21:03

    «Головокружение» признан кинокритиками одним из величайших фильмов в истории кинематографа и в частности жанра детектив. Эксперты находили в нем много технических помарок, говорили что режиссер затянул фильм, а также отмечали неправдоподобность происходящего на экране. Мнение людей по этой работе мастера саспенса разделились, кто-то говорил о том, что это слабейший фильм Хичкока, а кто-то называл его лучшим творением режиссера. Чтобы то не ни было, а разговоров и дискуссий он вызвал предостаточно, до сих пор идут споры по поводу истинного смысла фильма, в наше время его буквально разложили по полочкам, всевозможные отсылки, цитаты, манеры и подражания. Влияние на кинематограф эта работа Хичкока оказала неоценимый, наверно даже более всеобъемлющий, чем «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Когда «Головокружение» только вышло в прокат, публика встретила его очень «холодно». Выход этой картины стал поворотным моментом в его карьере, именно она возвела режиссера в ранг самых талантливых и обсуждаемых.

    Сюжет повествует нам о детективе Скотти (Джеймс Стюарт). Он бросает свою работу из-за боязни высоты. Однажды к нему за помощью обращается его старый приятель Гэвин и предлагает работу частного детектива. Скотти поручена слежка за его женой Мадлен. Гэвин подозревает, что девушка душевна больна. Больше рассказать ничего не могу, дабы не испортить впечатление от фильма.

    Начальные тиры и кадры уже говорят много о главной герое, о его роде занятий и о его страхах. Для своих лет первая сцена погони стала революцией в плане постановки и съемки. Хичкок рушит прежние каноны кинематорафа, заканчивая фильм на грустной ноте, а также тушит интригу и снимает напряжение уже на середине фильма, тем самым информируя зрителя больше, чем главного героя. Картина балансирует от реализаций желаний до полного отчаяния. Это изменчивость создает неповторимый контраст между всеми сценами фильма. «Головокружение» целиком и полностью пессимистичный фильм, который своей безысходностью и разочарованием рушит все прежние устои жанра «детектив». Музыкальное сопровождение усиливает переменчивость настроения героев, а также всей картины в целом. От сцены к сцене нет постоянства, мы все время изменяем свое мнение о героях. В отличие от своих ранних работ, здесь режиссер акцентирует внимание не на психических отклонениях, а на осознанном вранье.

    Наше внимание Хичкок фокусирует всего-навсего на двух-трех персонажах, остальные действующие лица служат для фона, как массовка. Мы не знаем о них ничего, режиссер даже не раскрывает их характеристику должным образом, он компенсирует это детальной прорисовкой всех душевных и физических переживаниях двух главных героев Скотти и Мадлен (Джуди). Фильм, словно психоанализ Скотти, мы узнаем о его проблемах, о скрытых желаниях, о его предпочтениях к женщинам. Он нам представляется как жертва, жертва самого себя, свой неуверенности и закомплексованности. Он одержим своим объектом вожделением — девушкой Джуди. Главный герой по ходу фильма испытывает кучу моральных и духовных переживаний, связанных с несчастной любовью, отсутствием интереса к жизни, а также страхом от своих психических травм. В персонаже Скотти, каждый человек находит самого себя, сопоставив образы, мы видим героя, который страдает от безнадежной любви, заменяя ее своим воображаемым, как ему кажется, идеальным образом. «Головокружение» представляется как некое сновидение, или грезы воображения главного героя, именно поэтому фильм выглядит, как искусственный и ненастоящий.

    Как и в другой ленте Хичкока «Психо», одним из основополагающих образов является женщина. По ходу первой половины фильма, Мадлен (Ким Новак) — скованная и неуверенная, а во второй, она пытается всеми силами сохранить свою тайну. Во второй половине фильма, нам становится по-настоящему жалко ее. Героиня Ким Новак все время в терзаниях, сначала она боится разоблачения тайны, а потом ее гложет то, что Скотти видит в ней в первую очередь другую женщину, ту которой она не является. Это ее просто убивает, но она готова смириться с этим, лишь бы хоть кто-то любил ее, пусть и не совсем по-настоящему. Главной причиной симпатии к этой женщине, служит ее искренняя любовь к Скотти, если бы ее чувства тоже были бы ложными, тогда восприятие это фильма кардинально отличалось от нынешнего. Контраст между Мадлен (Джуди) в начале и в конце служит ответом на вопрос, кто она — «жертва или хищница?» Финал доказывает, что она жертва, ее все использовали для своих целей, никто так и не понял ее, она — трагическая фигура этой истории.

    Оба главных героя попадают в ловушку своих желаний и грез. Ключевым фактором служит вранье Джуди, которая изначально ведет себя неправильно, но основная трагедия заключается в иллюзорной и нереальной любви Скотти к женщине, которой на самом деле не было. Самообман — это ужасно, к сожалению наш герой был подвержен этому, его грезы и мечты смешались с реальностью, и он просто напросто заблудился в этих нелегких терниях своего внутреннего мира. Колорит цветов в картине абсолютно разный. От сцены к сцене мы видим совершенно разные оттенки, которые в той или иной форме отражают настроение и замыслы героев. Ключевым оттенком фильма служит изумрудно-зелёный цвет. Чаще всего он возникает когда происходит романтика между Скотти и Джуди.

    В «Головокружении» нет динамичных сцен, больше того, накал страстей рушится уже на середине. Единственная напряженная сцена стоит в самом начале — это сцена погони. Главным новаторством Хичкока можно считать непревзойденную технику съемки, огромное количество нововведением послужило вдохновением целому поколению режиссеров. Контраст цветов, декораций и музыки — сделали из фильма настоящее произведение искусства. Режиссер явно снял не самый правдоподобный фильм в своей карьере, в сюжете есть много помарок, много сцен, которые выглядят абсурдно и выбиваются из калии, пожалуй главный промах режиссера был в этом. Картина стала основоположницей направления сюрреализм в кино, которое впоследствии подхватили такие режиссеры, как Стэнли Кубрик и Роман Полански. Главной претензией к фильму служит неуверенная игра Джеймса Стюарта, который явно затерялся на фоне Ким Новак.

    «Головокружение» уже давно стал едва ли не основополагающим фильмом на тему самоанализа и представления тесной связи между иллюзией и реальностью. Эта картина о неразделенной любви, о собственном идеале красоты, который человек мечтает воплотить в реальность. В кино много фальши, как и в жизни, Хичкок это наглядно показывает. «Головокружение» — это не столько детективный триллер, сколько любовная драма с большим акцентом на самоанализ и оценку окружающей действительности.

    9 из 10

    5 декабря 2014 | 19:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>