всё о любом фильме:

Головокружение

Vertigo
год
страна
слоган«Можно ли вернуться из мира мертвых?»
режиссерАльфред Хичкок
сценарийАлек Коппель, Сэмьюэл А. Тейлор, Максвелл Андерсон, ...
продюсерХерберт Коулмэн, Альфред Хичкок
операторРоберт Бёркс
композиторБернард Херрманн
художникГенри Бамстед, Хэл Перейра, Эдит Хэд, ...
монтажДжордж Томазини
жанр триллер, мелодрама, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  18.2 млн,    Франция  2.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время129 мин. / 02:09
Номинации:
Скотти Фергюсон — отставной сыщик, которого не назовешь баловнем судьбы: одинокий, оставшийся за бортом своей профессии, да еще и страдающий патологическим страхом высоты. Бывший коллега Гейвин Элстер просит его последить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
58 + 1 = 59
8.8
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа «Из мира мертвых» (D`entre les morts, 1954), написанного совместно Пьером Буало и Томом Нарсежаком.
    • Во время съемок у Хичкока и Ким Новак были очень натянутые отношения. Во-первых, идеальной исполнительницей Мэделин Хичкок считал Веру Майлз, а Новак ему навязали студийные боссы, во-вторых, Ким периодически давала Хичкоку советы, чего режиссер не любил.
    • Картину холодно восприняли как критики, так и зрители. Сокрушенный Хичкок обвинил в неудаче исполнителя главной роли Джеймса Стюарта, сказав, что он исчерпал себя, и его лучшие годы позади. Больше Хичкок никогда не снимал Стюарта в своих фильмах, хотя до этого он слыл его любимчиком.
    • Права на фильм были выкуплены самим режиссёром и составили наследство его дочери, так что новые поколения зрителей увидели этот фильм только в 1985 году.
    • Съёмки фильма проходили в период с 30 сентября 1957 по 19 декабря 1957.
    • На роль Мэделин Хичкок планировал взять Веру Майлз, но та была вынуждена отказаться из-за беременности.
    • «Головокружение» — четвертый и последний совместный проект Альфреда Хичкока и Джеймса Стюарта.
    • Камео Хичкока — в начале фильма проходит по улице в сером костюме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Было снято также послесловие фильма, запрещенное европейской цензурой, однако не вошедшее и в оригинальную американскую версию. В ней мы видим более-менее вылечившегося Джона, вместе с Мидж слушающего репортаж, посвященный поимке в Европе Гевина Элстера.
    • еще 6 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Скотти находится за спиной Мэделин, обстановка в музее меняется.
    • О одной из сцен, книги на витрине книжной лавки лежат по-разному во время входа и выхода героев.
    • В начале фильма, когда Скотти беседует с Гэвином Элстером (Том Хэлмор), при смене кадра исчезает лед в стаканах.
    • В гостиной Скотти было два стула со светлой обивкой. Когда Скотти второй раз заходит в спальню, где спала Мэделин (Ким Новак), одного стула нет, а второй почему-то стоит у столика.
    • Остановившись у отеля, Скотти выходит из своего «ДеСото» (DeSoto Firedome Sportsman Hardtop Coupe), оставляя дверное стекло опущенным. В следующем кадре стекло уже поднято.
    • еще 2 ошибки

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Не так давно выпущенная отреставрированная копия одного из шедевров Альфреда Хичкока лишний раз доказала, что многие современные творцы мелодраматических и психоаналитических триллеров (от «Рокового влечения» и «Основного инстинкта» до недавней ленты «Чёрный георгин») вышли именно из «Головокружения». Любопытен и тот факт, что в середине 80-х годов этот вполне невинный по содержанию фильм был справедливо включён по одному из опросов критиков в десятку самых эротичных кинопроизведений всех времён и народов. Хичкок, который довёл до изощрённого великолепия механизм создания саспенса (тревожной атмосферы) почти что на пустом месте, точно так же поступил и с воплощением на экране неких глубинных флюидов обострённой чувственности, непреодолимого влечения мужчины к женщине. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1302 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Данный фильм оставил у меня довольно смешанные впечатления. Решился посмотреть только благодаря тому, что это работа великого Альфреда Хичкока.

    Невозможно с точностью определить жанр этой картины. Это некая детективная история, перетекающая в историю любви и обратно… Получилось довольно интересно, но затянуто. Скажу честно — уже с середины фильма я скучал и жаждал скорейшей развязки. К счастью она не разочаровала, даже благодаря ей, я могу сказать, что фильм мне понравился.

    Хорошая игра актёров, красивые пейзажи Сан-Франциско и лихо закрученный сюжет получают

    7 из 10

    31 октября 2010 | 01:04

    После просмотра этого фильма мне захотелось облегченно выдохнуть: «Уф, наконец-то, он закончился». И вовсе не потому, что картина держала меня в напряжении, а потому, что досмотреть её до конца было для меня довольно-таки сложно.

    Да, я не являюсь знатоком кино, но ведь и его снимают не для специалистов в этой области. Сюжет фильма мне понравился. Но то, что великий мастер Альфред Хичкок растянул его в два нудных с большой буквы «н» часа, не пришлось мне по душе. На мой взгляд рядового зрителя, воплоти он его в час, полный действия, и впечатление от фильма было бы диаметрально противоположное.

    «Головокружение» для меня осталось заурядным серым фильмом, каких много.

    4 из 10

    1 августа 2008 | 19:30

    После того как на глазах детектива Фергюсона упал с крыши полицейский, у него появился страх высоты и он вынужден был оставить работу в полиции. И вот его бывший одноклассник Элстер предлагает ему последить за его женой — Мэделин, ведь в последнее время она так странно себя ведёт. И Скотти (так зовут друзья Фергюсона) начинает слежку. Все подозрения Элстера находят подтверждение. Наблюдение идёт спокойно, но однажды Фергюсону приходится вмешаться в развитие событий. Так он знакомится с Мэделин. Между ними стремительно разгорится страсть, но Скотти лишь пешка в чужой игре…

    Джеймс Стюарт и Ким Новак играют неподражаемо. Стюарт отлично передал переживания своего героя, после трагического случая с Мэделин. А Ким Новак бесподобно сыграла свою героиню, которая тоже играет свою роль в хитроумном и почти безупречном плане, итоги которого сильно сказались на судьбе главных героев.

    Хичкок — настоящий мастер своего дела. Механизм саспенса он довёл до совершенства. Сюжет держит в напряжении до самого финала, напряжённо даже тогда, когда ничего не происходит. Даже после того как Хичкок за 30 минут до конца открывает перед зрителем все тайны (но не перед Скотти), фильм продолжает смотреться на одном дыхании.

    «Головокружение» — фильм, над которым не властно время, который и через пятьдесят лет смотрится с огромным удовольствием. Фильм, который хочется пересматривать снова и снова, даже зная все сюжетные ходы. Неподражаемый фильм великого мастера.

    9,5 из 10

    21 августа 2009 | 17:42

    Наиболее деконструирующий существующие жанры и киноязыковые условности классического нарратива, фильм «Головокружение» 1958 года Альфреда Хичкока стартует тем не менее весьма традиционно, в духе уходящих в небытие уже тогда нуаров, когда неоднозначный частный сыщик Скотти Фергюсон с целым буйным выводком фрейдистско-юнгианских комплексов, им не преодоленных, скрипя сердцем соглашается проследить за женой своего давнего друга Гэвина, Мадлен. Но тем очевиднее становится дальше, что в этой сугубо американизированной экранизации романа Буало и Нарсежака, многозначительно трактуемой хоть по диагонали, хоть по вертикали, упущено кое-что, лежащее в общем-то на поверхности изобразительно изысканной киноматерии фильма.

    За год до того, как Ален Рене ревизионировал себе право на диалектику памяти в «Хиросиме, mon amour», продолжив её «В прошлом году в Мариенбаде», именно Альфред Хичкок в декорациях подернутого онорической вуалью Сан-Франциско, предвосхищая и опережая, заговорил о том же, о власти памяти над жизнью человека, над его бытием, превращая его неизбежно в некое пластичное истончение привычных вещей, поступков, привычного осознания себя. Даже если не принимать на веру навязанные игровые условности, ведь, по законам нуара никто здесь не является и так самим собой, отняв самостоятельно у себя право на честную идентификацию, то становится ясно, что именно глубинная, генеалогическая память толкает Мадлен возвращаться к портрету своей прабабки, заново, реинкарнируясь, проживать её жизнь, повторять вслед за ней её неизбежный путь рока, будучи не в силах противиться этой мистической, некромантской тяге к соприкосновению к прошлому своей семьи, ведь её нынешнее семейное бытие, режиссёром не вполне проясненное, завуалированное и затаенное, неприхотливо; оно, как и всякое постоянство, лишено своего метафизического смысла, и Мадлен, ведомый по сути человек, оказывается сперва в заложниках своего брака, потом — давнего прошлого в лице Карлотты Вальдес, а уж потом — зависимой от Скотти.

    Он же в свою очередь тоже является жертвой игр разума, завязанных на кошмарах собственной памяти. Концентрируя в себе практически все возможные фобии и психологические вывихи, так как акрофобией дело едва ли ограничивается, и в поведении главного героя не без усилий просматривается танатофобия, агорафобия и обсессивно-компульсивное расстройство, Скотти не может отпустить от себя воспоминания о гибели своего напарника; неискупленное и ошибочное чувство вины владеют им столь сильно, что просто страх перед неведомым произрастает в патологию, неизлечимую с каждой минутой. Боязнь вступать в долгие отношения с женщинами приводит к тому, что он начинает их как неосознанно боятся, так и стремиться завладеть той единственной, которая стала его мономанией. Как и безымянный герой Мариенбада, он продолжает помнить ту, что придала его мучительной жизни абрисы смысла, пускай она и не является самой собой, но, ослеплённый желанием воскресить ту память, Скотти, вслед за настоящей Мадлен, а не её псевдообразом, её симулякром, оказывается неспособным противостоять собственным ментальным макабрам. Как и Мадлен повторила точь в точь жизнь и смерть загадочной Карлотты, так и Скотти проиграл заново историю своей единственной настоящей любви, только вместо пресловутого Эроса оставив лишь один Танатос. Много позже, в картине «В прошлом году в Мариенбаде» действие и вовсе перенесется в некий антимир, населённый мертвецами, наказанными амнезией. «Головокружение» лишь совершает полный цикл человеческого существования: человек был, человек жил, человек совершил, человек получил, человек убил, человек умер; человек любил, человек забыл, человек вспомнил, — но только где-то здесь затаилось очевидное сомнение: а был ли вообще этот человек?!

    14 февраля 2016 | 01:18

    Боязнь высоты. Подъем, шаг за шагом, шаг за шагом, количество ступеней увеличивается, расстояние уменьшается, а колени начинают подкашиваться. При взгляде вниз и на проделанный путь начинает тошнотворно кружиться голова, при этом омрачая рассудок, делая мутным реальность, стирая счет времени. Организм состоял, и будет состоять из фобий, а одной из самых явных и является острая боязнь высоты. Из-за этого недуга Джону Фергюсону уже удалось потерять свою основную работу, почувствовав, что такое ежедневное пенсионерское безделье. А где-то под сердцем еще и нервно что-то постукивает, возбуждая океаны прокручивающихся мыслей, а не это ли и есть совесть?

    Между прогулками и заходами к своей бывшей девушке, а ныне хорошей знакомой-художницы, на Фергюсона выходит его давний знакомый, что предлагает бывшему копу весьма обычную и даже неинтересную работенку. Нужно, видите ли, проследить за женой, которая в последнее время ведет себя очень и очень странно, да еще и мысленно улетает, превращаясь в совершенно другого человека, играя роль кого-то еще. Тут-то в этом деле и проявляется отличительная особенность, которая наводит на мысли, что имеешь дело либо со сдвинутой по фазе дамой, либо же с чем-то потусторонним. Второй вариант сам по себе как-то отметается в сторону.

    И по мере выполнения работы, проводя день за днем за таким занятием, как слежка, Джона начинают преследовать довольно-таки странные вещи, после которых будут возможны два варианта: либо все успешно разрешиться и новоявленный частный детектив даст ответ на необычный для себя вопрос, либо Джонни сам сойдет с ума. Здесь «Vertigo» Хичкока и начинает радовать своего зрителя то детективными составляющими, то подсовывать невзначай теплую мелодраму, то вовсе запутывая, выставляя на первый план, казалось бы, невероятные вещи. Сама начинка же картины меняется с появлением в кадре Ким Новак.

    Но вот, любуясь сногсшибательной актрисой Новак, формируя симпатии по отношению к ней, восхищаясь, следя, как-то поначалу не отдаешь себе отчет в том, что само развитие событий в действе все больше и больше оставляет желать лучшего.

    Да, все сосредоточено на одном единственном секрете, что является центральной развязкой всего, а до этого доходит то в форме шизофренических домыслов, то в загадке положений. И в некоторые моменты очень интересно следить, так сказать, за физическим состоянием покоя, где тела лишь изредка удосуживаются производить прогрессивные и полезные передвижения, несущие под собой смысл, но ведь вечно это длиться не может никак. В иные же моменты все сплачивается вокруг бесконечной загадки под названием «Сможет ли персонаж Джеймса Стюарта сообразить, является ли сумасшедшей героиня Ким Новак или же здесь замешано что-то другое?».

    Ясное дело, что критиковать признанную классику кино и один из шедевров Альфреда Хичкока это дурной тон, но все же высказаться очень хочется. Из приятных моментов вырываются в лидирующие позиции лишь эстетичные природные виды и красота кадров, Ким Новак, а также та развязка, которую к знаковому моменту просто устаешь ждать. В остальном же лента радует не слишком уж сильно, соприкасаясь с какой-то не совсем охотливой игрой Джеймса Стюарта. Тем не менее, фильм оставляет после себя больше положительных эмоций, чем отрицательных.

    10 марта 2012 | 20:10

    Худший фильм Альфреда Хичкока? Если вы читаете эту рецензию, ответ очевиден. К счастью, «Головокружение» я посмотрел уже после просмотра, скажем так, основных фильмов маэстро, иначе моё знакомство с творчеством Хичкока на том и закончилось бы. И на это есть несколько причин.

    1) Уже неоднократно упомянутая, затянутость. Наглядный пример фильма, из которого можно вырезать минимум 30 минут хронометража без существенного влияния на сюжет. Хотя, это могло бы сыграть в пользу фильма, придать ему атмосферности, если бы не проблема номер два…

    2) Музыка. Стоит сказать, что музыкальное сопровождение само по себе прекрасно. Но композиции такого рода обычно используются умеренно, преимущественно в ключевых сценах и кульминационных моментах фильмов. Это подчёркивает драматичность того или иного момента, а также позволяет правильно расставить акценты в повествовании. А вот когда на протяжение битого часа приходится наблюдать крайне медленно развивающееся действо, сопровождаемое очень напряженной музыкой, это просто невыносимо выматывает. После такого акта эмоционального истощения зрителя, все сюжетные повороты, происходящие во второй половине «Головокружения», смотрятся очень блекло, а на уме остается лишь одна мысль: «Я должен высидеть до конца».

    В качестве небольшого примера, приведу фильм «Начало». Представьте, будто композиция Ханса Циммера Dream is Collapsing играла бы не только в развязке фильма, но и со стабильной периодичностью звучала на протяжение предыдущих 130 минут. Так вот «Головокружение» производит именно такой эффект.

    3) Не зря Хичкок в неудачах фильма обвинил Джеймса Стюарта. Такая картинная и нелепая актёрская игра сгодилась бы разве что для какого-нибудь провинциального театра. Достаточно вспомнить сцену падения героя со стула в начале фильма. Видно, действительно к моменту съемок Стюарт немного подустал. К Ким Новак особых претензий нет, довольно стандартная хичкоковская блондинка.

    При всей моей любви к работам Альфреда Хичкока, «Головокружение» можно спокойно пропустить мимо, ограничившись его гениальными, более ранними работами.

    16 марта 2012 | 22:54

    Как довелось прочитать из статей о кино, то многие известные режиссёры считают эту работу мэтра триллера Альфреда Хичкока одной из лучших. Сейчас знатоки истории кино находят во многих психологических триллерах веяния творчества Хичкока, в том числе исходящие из запутанной истории «Головокружения». И называют они не только сюжетную основу, но и технические особенности создания картины.

    Альфреду Хичкоку достаточно оказалось взять для съёмок ленты четырёх актёров, причём двое играют главные роли, оставшиеся же два — второстепенные. Это практически классическая расстановка. Некоторым нынешним режиссёрам этого мало, но для Хичкока и этого вполне хватило. Главная мужская роль у Джеймса Стюрта, тогдашней звезды первого эшелона, сыгравшего в четырёх лентах у Хичкока. Его герой — частный детектив, к которому обращается старый друг (Том Хелмор), дабы он наблюдал за его женой (Ким Новак), которая страдает странной степенью одержимости. При слежке герой Стюарта влюбляется в Новак, та отвечает взаимностью, но всё же случается непоправимое. И Хичкок не был бы Хичкоком, если бы на этом остановил загадочную историю, нас ждёт увлекательное путешествие в расследование дела.

    Не даром Хичкок является мастером саспенса. Поведав о том, что герой Стюарта боится высоты, он сыграет на этой фобии, как на одном из исходных моментов фильма, сыгравших свою небольшую, но важную, если не сказать важнейшую роль в действии и событиях ленты. Хичкок мастерски расставляет акценты, он грамотно строит детективную основу, но не забывает и о любовной линии, ведь и она сыграет опять же очень важную роль в построении фильма. Даже условные отношения Стюарта с его подругой дней суровых (Барбара Бел Геддес) влияют на то, как зритель отнесётся к одержимой любви детектива к объекту своей слежки. Разделительной чертой фильма станет ужасное событие, которое повлияет на персонаж Стюарта, где во втором этапе Хичкок доставит зрителя в мир загадки, где, находясь в поисках ответа, можно и запутаться.

    Классическую атмосферу саспенса «Головокружения» актёры поддерживают изо всех сил. Если героиня Барбары Бел Геддес ещё не сильно влияет на общее восприятие картины, играя лишь свою строго ограниченную роль, то другие вызывают уважение. Том Хелмор обстоятельно играет роль независмого человека, который далёк от детективной истории, но везде есть «серый кардинал», остаётся только узнать, что от него стоило бы ожидать и что он сделал. Поверьте, его поступок вызовет изумление. Ким Новак, пусть и на съёмочной площадке с Хичкоком у ней сложились не совсем хорошие отношения, отлично исполнила многогранную роль, да так, что вполне понимаешь, почему Стюарт влюбился в неё. Новак не только радует чувственной красотой, но и содержанием глубокой игры. И, наконец, сам Стюарт в великолепной форме изображает детектива, несчастного влюблённого и запутавшегося человека. Ему хочется помочь, но, благо, он, точнее его герой, и сам смог во всём разобраться, каким бы удивительным не был бы финал.

    «Головокружение» — фильм для тех, кто любит раритеты, сыгравшие свою роль в развитии жанра, несмотря на то, что у него приличный возраст, он не уступает, а у многих и выигрывает, по накалу, саспенсу, напряжению, атмосфере и неожиданности. Действительно, прекрасная работа великого и культового творца.

    9 из 10

    7 октября 2014 | 13:55

    Хичкок был ясновидящим, он видел фильмы, прежде чем придумывать их...»
    Жан-Люк Годар

    В классе темно, за партами сидят три десятка учеников, посреди — огромный экран. Открывается дверь, и перед экраном мелькает легендарный профиль с надутыми щеками и крючковатым носом, напоминающим нахохлившегося филина. Тема урока — техника построения саспиенса в кино, название курса — «как правильно снимать психологические триллеры». За партами учащихся можно угадать таких учеников, как Роман Поланский, Пауль Верхувен, Брайан Де Пальм. За стенами класса притаился у замочной скважины весь Голливуд, желая подслушать и впитать секреты магии манипулирования зрителем. И Мастеру нечего скрывать. Не произнося ни слова, он молча запускает кинопроектор, с экрана звучит тревожная музыка, а на самом начинают бегать знакомые до боли титры «Головокружения». Смотрите, учитесь….

    Сам Хичкок любил повторять: «Для того, чтобы снять великий фильм, нужно всего три вещи: сценарий, сценарий и еще раз, сценарий». Возводя в абсолют заслуги сценариста, великий режиссер лукавил: с его талантом и собственной техникой саспиенса, он мог любую невинную сцену разговора или даже чистки ботинок превратить для зрителя в пульсирующий комок постоянного напряжения и беспокойства. Хичкок всегда полностью использовал все доступные в его арсенале средства художественной выразительности: цвет, звук, музыку, операторские ракурсы, игру актеров. Чувства зрителей во время просмотра были для него точным инструментом, на котором он играл с изяществом настоящего органиста.

    Вот и сценарий «Головокружения» — это просто партитура, набор нот на концерте, где главное удовольствие для слушателя заключается именно в исполнении. К бывшему полицейскому, страдающему от панической боязни высоты, обращается его старый друг с невинной просьбой последить за его женой. Естественно, вскоре он в нее влюбляется, причем настолько сильно, что после ее смерти не может отделаться от наваждения. И встречая однажды женщину, которая внешне напоминает его возлюбленную, старается сделать из нее копию той, которой лишился и не подозревает, какой сюрприз ожидает его…..

    «Головокружение» — это почти камерная история с ограниченным количеством персонажей, где все участники постоянно пытаются манипулировать друг другом. Но подлинный интерес Хичкока изначально привлекла лишь одна из них: мужчина, который пытается из одной женщины сделать подобие другой, которую давно любил. В психологии это называется термином «замена», когда человек пытается экстраполировать чувства к одному объекту на совсем другой, намеренно подчеркивая его внешнее сходство с оригиналом.

    По сути, «Головокружение» — это образная метафора фрейдистского психоанализа. Выложив перед зрителем все сюжетные карты за 30 минут до финала, Хичкок предлагает зрителю необычную, но не менее увлекательную игру: вместо угадывания сценарных сюрпризов заняться разгадыванием пазлов из психологии своих персонажей. Начинается сеанс психологического стриптиза, где каждое последующее действие все более и более обнажает зрителю истинную человеческую сущность, все скрываемые помыслы и истинные мотивы поступков. Хичкок холоден и беспощаден к своим персонажам: в итоге, каждый из них получит ровно столько, сколько заслуживает.

    Но вместе с тем, это еще и очень личный фильм, почти признание и исповедь режиссера. Раз за разом, в разных фильмах, Хичкок работал с разными актрисами, но фактически все время лепил из них на экране один и тот же вечный женский типаж, прообразом которого в данном фильме стала Ким Новак. Желание наделить живую красоту чертами мертвого или невозможного идеала, которое сам Хичкок называл «внутренней некрофилией» — это центральная тема фильма, по значимости для режиссера, гораздо превосходящая его детективную составляющую. Подобно своему же герою, Хичкок творил из подручного, схожего материала собственный идеал женщины, и обнажая скрытый вуйеризм своего героя, режиссер тем самым, откровенно исповедовался и в собственном. В конце концов, все мы привычны и готовы внутренне придать некоему человеку черты абсолютного идеала, которому он просто не может соответствовать. И во всех языках и мировых культурах, этот самообман принято называть любовью.

    Хичкок всегда был техническим новатором, который старался на полную катушку использовать любое из доступных ему технических новшеств. Свой первый цветной фильм «Веревка» он снял в 1948 году, но для того, чтобы полностью освоиться и научиться использовать цвет не только в качестве палитры и фона, но и одного из важных средств выразительности, ему потребовалось долгих 10 лет. В «Головокружении» цвета подчеркивают образы, доносят скрытый подтекст, играют, манипулируют со зрителем не хуже музыки и звукового ряда. Сопровождающая героиню дымка зеленого цвета олицетворяют некую таинственную мечтательность. Синий олицетворяет безумие героя, красный — потрясение, шок от пережитого, и одновременно — чувство вины, незримо с ними связанное.

    Кроме того, для воссоздания эффекта головокружения от высоты, Хичкок впервые использовал прием стремительного приближения заднего фона, ныне именуемый «зумом» и используемый повсеместно, как с надобностью и без оной. Сейчас немного смешно звучит, но этот прием Хичкок обдумывал более 15 лет, планируя его использовать еще в «Ребекке», а сама сцена на колокольне, благодаря использованию трансфокатора обошлась продюсерам в 19 тысяч долларов.

    «Головокружение» — это очень размеренный, медитативный фильм, совсем непохожий на другие работы мастера. Главное в нем — не сюжет, не саспиенс и даже не безупречная игра актеров (хотя сам Хичкок был ею не доволен, и больше их никогда не снимал), а безупречно выстроенная атмосфера настоящей любви, которая всегда является истинным наваждением.

    Пленка останавливается, в классе зажигается свет. Ученики расходятся по домам для творческого осмысления, которое не заставит себя ждать. Некоторое время спустя, отличники положат на стол Мастера свои отличные сочинения «Отвращение», «Жилец», «На грани безумия», «Основной инстинкт»… Для других же выпускников фильм о наваждении превратится в наваждение персональное, и в каждой собственной работе, они будут снова и снова вытаскивать на экран эти хичкоковские цвета, лестницы, тени, впрочем не добиваясь при этом должного эффекта. Ведь несмотря на этот очевидный урок, главный из секретов мастерства, Учитель унес с собой в могилу: для того, чтобы снимать как Альфред Хичкок нужно… просто родиться Альфредом Хичкоком.

    9 из 10

    27 мая 2009 | 16:16

    »» Головокружение «» — не просто триллер с ярко выраженной романтической подоплёкой, который скорее всего понравиться любителям «» Основного инстинкта «», это нечто большее.

    Для начала хочу отметить моё разочарование в премии «„Оскар «“ которая судя по всему на тот момент пропускала этакие шедевры сквозь пальцы, в моем же личном топе это кино занимает одно из первых мест.

    Речь ведётся о фобии — боязнь высоты как двигатель фильма. И заостряя внимание именно на факте того что главный герой в исполнении Джеймса Стюарта имеет данный недуг, Хич сразу же начинает кино со сцены погони, как бы приготавливая зрителя к тому что всё будет шиворот на выворот. Дав чуть-чуть передохнуть, «„Великий и ужасный «“ даёт нам понять что главный герой является детективом и на первых же 10 минутах он получает дело от описания которого идут мурашки по спине. Жена клиента ведёт весьма странный образ жизни : копирует имидж давно покойной девушки (которая по совместительству сошла с ума), колесит по городу в поисках приключений, останавливается в мотеле, имея при этом жилплощадь. В общем, подобно фронтмену группы „» The doors“ товарищу Моррисону, который был большой любитель до «» Свалить на денёк весть знает куда «», уединяется в своей шизоидной задумчивости. На этом фактически детективный кусок кино заканчивается и начинается «» шпили- вили «».

    Первый час фильма посвящён как раз таки разгадке данного дела и нарастанию привязаннности героя Стюарта к роковой блондинке. Потом происходит переворот сводящий на нет всё то что вы видели в течении 60 минут. Хотя бы ради такой игры с несчастными зрительскими мозгами стоит увидеть это кино. А потом начинается издевательство. Саспенс нарастает не за счёт любопытства зрителя и желания узнать «„кто же прикончил ? Дворник или повар ? «“, а через сам факт того что мы всё уже знаем и, напротив можно выключить кино, чтобы не тратить время, но Хич спрашивает у зрителя „» А как вы думаете, что будет теперь, когда всё известно и как поведут себя участники действия ? «“». За данную наглость и несоответствие канонам уже сложившегося на тот момент жанра, за этакую показуху, где режиссёр решает раз и окончательно доказать, что он лучший, так как может миксовать сюжет как ему вздумается, как бармен жонглируя бутылками.

    Наваждение главной героини смотрится настолько правдоподобно, что все россказни по поводу умственной отсталости светловолосых отпадают сами собой.

    По крайней мере играть она умеет. А в тот момент когда она предстаёт в обличии жёсткой, решительной женщины, полной противоположности того что мы видели раньше, размякшей перед настойчивостью детектива, можно подумать что играет совсем другая актриса.

    Лента как и всё фильмы Хичкока смотрится так, будто она снята не в 50-е, а только вчера вошла в прокат. Даже музыка слышится по современному. И только картинка, включая костюмы, декорации и прочий арт выдаёт кино как минимум сорокалетней давности.

    Что же до актёрской работы Джеймса Стюарта — то как ни странно впечатлило. По началу казалось будто детектив в его исполнении будет решительным, сугубо профессиональным и плоским. Но зарождающиеся по ходу чувства размазали это предположение по щекам. Жалко что мужа главной героини показали только в начале, интересно что он чувствовал.

    Кино получилось блистательным, потрясающий триллер, эталон. Саспенс при просмотре и через 60 лет гарантирован. Хич двигал жанр вперёд, а современные режиссёры пытаются оперировать замазанными пыльными приёмами. Не заставляйте себя воздержаться от этого триллера.

    6 февраля 2011 | 02:56

    Головокружение — Состояние, при котором утрачивается чувство равновесия и все представляется кружащимся, колеблющимся.(Словарь Ожегова)

    Такая личность как Альфред Хичкок знакома многим. Его фильмы, такие как «Психо»,Окно во двор» и «Птицы» стали по настоящему культовыми, а первые два были номинированы на 4 премии «Оскар»,а так же держатся на «Кинопоиске» в «топе 250». Но сегодня речь пойдет не об этих фильмах. Сегодня я расскажу о фильме «Головокружение»,который вышел в далеком 1958 году и был номинирован на две премии «Оскар».

    Сюжет картины рассказывает нам историю Джона Фергюсона, которого друзья зовут просто «Скотти» — бывший полицейский, который после преследования преступника на крыше поскальзывается, после чего напарник Джона, пытаясь ему помочь, падает с крыши прямо на глазах Скотти. С этого момента герой испытывает страх высоты и уходит со службы. Чуть позже, старый приятель просит Фергюсона по старой дружбе проследить за его женой Мэделин, которая, как говорит приятель, склонна к самоубийству. После долгих раздумий, главный герой все же берется за это дело и который даже не подозревает к чему это дело приведет…

    Режиссером фильма стал Альфред Хичкок. Лично мне его работа очень понравилась, не смотря на то, что фильм недооценили за рубежом. Хичкок любит снимать необычное кино, каким «Головокружение» и является — необычен сам сюжет картины, сама атмосфера. Главный плюс фильма то, что ты даже не можешь предугадать, что будет дальше и какой будет финал фильма. Могу с Вами поспорить, но такого финала Вы никак не ждали. Кстати, в фильме Вы можете увидеть самого режиссера, который любит появляться в своих фильмах.

    Единственным минусом, как я считаю является продолжительность фильма (129 минут). Фильм можно было сократить минут на 10 и это минимум.

    Что же касается актерской игры, то она удалась и выделить можно только Джеймса Стюарта, который играет роль Скотти и для которого это последняя роль в фильмах Хичкока, который зря критиковал актера (Режиссер назвал свою причину по которой фильм холодно восприняли — Плохая игра Стюарта). Но мне игра Джеймса по настоящему понравилась и критиковать его в фильме не за что, так как он отлично справился со своей ролью и которому по настоящему хочется сочувствовать не только из-за его фобии, но и из-за других аспектов (каких- посмотрите фильм). Так же можно выделить и Ким Новак, сыгравшую Мэделин.

    Итого: Лично мне фильм очень понравился и смотреть его не только можно, но и нужно!В фильме есть все — необычный сюжет, отличные актеры, неожиданные повороты и конечно же финал. Как по мне, «Головокружение» — очередное прекрасное творение Альфреда Хичкока. Рекомендую к просмотру всем фанатам режиссера, а так же любителям классики и необычного кино!

    9 из 10

    20 июля 2014 | 18:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>