всё о любом фильме:

Психо

Psycho
год
страна
слоган«Фильм, который изменил кино навсегда»
режиссерАльфред Хичкок
сценарийДжозеф Стефано, Роберт Блох
продюсерАльфред Хичкок
операторДжон Л. Расселл
композиторБернард Херрманн
художникРоберт Клэтворти, Джозеф Хёрли, Рита Риггз, ...
монтажДжордж Томазини
жанр триллер, детектив, ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  42.7 млн,    Франция  2.07 млн,    Испания  724.8 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время109 мин. / 01:49
Девушка, недовольная романом с разведенным мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами, крадет на работе крупную сумму денег и в спешке бежит из города. В мотеле, где она остановилась на ночь, ей приходится столкнуться с его молодым владельцем…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (417 790)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
80 + 3 = 83
9.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Роберта Блоха «Психоз» (Psycho, 1959).
    • По словам Стивена Ребелло, автора книги «Альфред Хичкок и создание «Психо», Хичкок был настолько недоволен невыразительной игрой Джона Гэвина, сыгравшего Сэма Лумиса, что на съёмках режиссер называл его окоченевшим.
    • Автомобильный номер первой машины Мэрион — ANL-709, второй — NFB-418.
    • Роль Мэрион могла достаться Еве Мари Сэйнт, Пайпер Лори, Марте Хайер, Хоуп Лэнг, Ширли Джонс, Лане Тернер.
    • Альфред Хичкок анонимно купил права на роман Роберта Блоха за $ 9 000. Хичкок также постарался скупить как можно больше экземпляров книги, для того чтобы концовку истории знало как можно меньше людей.
    • Картина была сделана чёрно-белой, т. к. Хичкок посчитал, что фильм получится слишком жестоким, если его снять в цвете. Но главной причиной стало желание режиссера сделать картину с как можно меньшим бюджетом (расходы не должны были превысить $ 1 млн.). Кроме того, в то время в прокат выходило немало чёрно-белых фильмов категории «Б», и такие картины собирали неплохие деньги, поэтому Хичкоку было интересно, какие сборы будут у низкобюджетного чёрно-белого фильма категории «А».
    • Во время съёмок проект был известен как «Production 9401» или «Wimpy». Последнее имя проект получил от помощника оператора Рекса Уимпи (Rex Wimpy).
    • Предполагалось, что фильм начнется с панорамного плана, снятого с помощью вертолета, медленно переходящего в общий план. Данная сцена, если бы она была снята, напомнила бы начало «Печати зла» (1958) Орсона Уэллса.
    • В сцене в душе было использовано более 90 монтажных склеек. Данная сцена была снята с 17 по 23 декабря 1959 года. Энтони Перкинс не присутствовал на её съёмках.
    • Для записи звука ножа, проникающего в человеческую плоть, был использован звук ножа, пронзающего кассабу (зимнюю дыню).
    • Первоначально Альфред Хичкок намеревался сделать сцену в душе совершенно немой. Однако, Бернард Херрманн всё-таки написал музыкальную тему. Когда её услышал Хичкок, то он изменил свое решение.
    • В качестве крови в фильме был использован шоколадный сироп «Боско».
    • Среднее имя Нормана — Фрэнсис. Также зовут святого — покровителя птиц.
    • В автомобильном номере машины Мэрион содержатся следующие буквы — NFB. Такие же буквы составляют инициалы Нормана Бейтса — Норман Фрэнсис Бейтс (Norman Francis Bates).
    • Хобби Нормана — таксидермия (набивка чучел).
    • Главную героиню зовут Мэрион (Marion). В «Птицах» (1963) главную героиню зовут Мелани (Melanie). Название следующего фильма Хичкока — комбинация букв данных двух имен — «Марни» (Marnie) (1964).
    • Бюджет фильма составил всего $800 000, а сборы — $ 40 000 000. Альфред Хичкок использовал съёмочную группу своего же телесериала «Альфред Хичкок представляет» (1955), для того чтобы сэкономить время и деньги.
    • В 1962 году Альфред Хичкок обменял свои права на данный фильм и его телесериал («Альфред Хичкок представляет» (1955)) на существенную долю акций компании MCA. Хичкок стал третьим крупнейшим акционером компании.
    • В первой версии сценария содержался следующий диалог:
      Мэрион: «Я намереваюсь провести уик-энд в постели».
      Том Кэссиди: «В постели? Это единственное место отдыха, которое лучше Лас-Вегаса».
      Данная сцена была снята Гасом Ван Сэнтом для «Психо»(1998), но не вошла в финальную версию картины.
    • Картина, которую снимает со стены Норман, для того чтобы понаблюдать за раздевающейся Мэрион, — классическая картина, изображающая изнасилование.
    • Считается, что «Психо» стал первым фильмом, где был показан слив бачка унитаза.
    • По некоторым слухам, фильм не хотели выпускать в прокат, т. к. цензоры заявили, что во время сцены в душе якобы видна грудь Джанет Ли. Монтажерам пришлось просмотреть покадрово данную сцену, для того чтобы убедиться в том, что претензии цензоров не обоснованы. Хичкок не внес никаких изменений (они и не требовались).
    • После выхода фильма на экраны Альфред Хичкок получил гневное письмо от отца девушки, которая отказывалась принимать ванну, после того как она посмотрела «Дьяволиц» (1954), а после «Психо» — отказывалась принимать душ. Ответ Хичкока был следующим: «Отведите её в химчистку».
    • Альфред Хичкок снял этот фильм, после того как проект с Одри Хепберн «No Bail for the Judge» не состоялся.
    • Альфреда Хичкока можно заметить в фильме на пятой минуте экранного времени — человек в ковбойской шляпе снаружи офиса Мэрион.
    • В романе Роберта Блоха Норман Бейтс — низкорослый, толстый и пожилой человек, в фильме — молодой, привлекательный и симпатичный. Идея изменить внешность персонажа принадлежала Альфреду Хичкоку.
    • Джемс П. Кэвэна был первым сценаристом, которому было поручено написать адаптацию романа Роберта Блоха. Однако, создатели фильма предпочли сценарий Джозефа Стефано. Кэвэна также написал, по меньшей мере, пять эпизодов для сериала «Альфред Хичкок представляет» (1955), два из которых поставил Хичкок.
    • Изначально в качестве музыкального сопровождения Альфред Хичкок и Джозеф Стефано намеривались использовать джаз-музыку.
    • В основу романа Роберта Блоха легли реальные факты о Эде Гейне (Ed Gein), серийном убийце. Также на образе этого маньяка частично основаны следующие фильмы: «Безумие» (1974), «Техасская резня бензопилой» (1974), «Молчание ягнят» (1990).
    • Во время своей болезни Альфред Хичкок не мог присутствовать на съёмках. За время его отсутствия съёмочная группа сделала сцену, в которой Арбогаст, поднимается по лестнице. Когда Хичкок увидел этот материал, он поблагодарил съёмочную группу, но добавил, что сцену всё-таки придется переснять. Дело в том, что версия съёмочной группы была сделана так, что у зрителей могло сложиться впечатление, что Арбогаст поднимается по лестнице, чтобы совершить убийство.
    • Рекламный материал для фильма включал трейлер, в котором Альфред Хичкок в качестве гида проводил экскурсию для зрителей по мотелю и дому. В конце ролика, Хичкок заходит в ванную комнату, отдергивает душевую занавеску, и мы видим крупный план вопящей от ужаса женщины. Однако, актриса в ванной — это не Джанет Ли, а Вера Майлз.
    • Во время съёмок Вера Майлз носила парик, т. к. она обрила голову для съёмок в фильме «5 опозоренных женщин» (1960).
    • В коллекционном издании фильма, выпущенном на DVD, Джанет Ли подтверждает, что в сцене в душе в некоторых моментах была использована специальная кукла.
    • Одной из причин того, почему Альфред Хичкок взялся за съёмки низкобюджетного черно-белого фильма, стало то, что режиссер устал снимать высокобюджетные фильмы с суперзвездами в главных ролях и хотел сделать в какой-то степени экспериментальное кино, в котором бы использовались приемы, характерные для телевидения.
    • По версии журнала Entertainment Weekly «Психо» занял одиннадцатую строчку в списке «Лучших фильмов всех времен», а также он занял первое место среди фильмов ужасов, когда-либо снятых.
    • Съёмки сцен с участием Джанет Ли заняли три недели, причем одна из них ушла на съёмки сцены в душе.
    • Декорации дома стоили всего лишь $15 000, но, тем не менее, они стали наиболее дорогими декорациями, созданными для данного фильма.
    • В первой версии сценария героиню, которую сыграла Джанет Ли, звали Мэри Крэйн (Mary Crane).
    • Нижнее белье, которое носит Мэрион Крэйн (Джанет Ли), было куплено в обычном магазине.
    • В первый день съёмок вся съёмочная группа пообещала режиссеру, что не будет разглашать информацию о сюжете фильма. Хичкок также изъял из копий сценария, выданных актерам, последние страницы, для того чтобы никто не мог знать концовку фильма.
    • «Психо» — это последний фильм, снятый Хичкоком для кинокомпании Paramount. В дальнейшем Хичкок снимал фильмы на киностудии Universal.
    • Альфред Хичкок был настолько впечатлен музыкой Бернарда Херрманна, что удвоил гонорар композитора (гонорар Херрманна составил $34 501). Позднее Хичкок скажет, что 33% эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке.
    • В фильме содержится множество ссылок на птиц. Вот лишь некоторые из них:
       — фильм начинается с панорамного плана с высоты птичьего полета;
       — фамилия главной героини — Крэйн (с английского «crane» переводится как «журавль»);
       — различные чучела птиц можно увидеть в мотеле;
       — картины, на которых изображены птицы, можно заметить в комнате Мэрион в мотеле;
       — Норман случайно сбивает со стены картину, на которой изображена птица;
       — Норман говорит Мэрион: «Вы кушаете, как птица».
    • Съемки картины заняли 36 дней с декабря 1959 по январь 1960 года.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В разное время ходили упорные слухи, что во время съёмок сцены в душе по настоянию режиссера горячая вода резко менялась на холодную в момент начала убийства (Джанет Ли об этом, понятное дело, ничего не знала). На самом деле ничего подобного не было.
    • В начальной сцене фильма Мэрион Крэйн носит белый бюстгальтер, потому что Альфред Хичкок хотел показать её «ангело-подобной». Однако, после того как она украла деньги, следует сцена, в которой Мэрион одета в черный бюстгальтер, т. к. она совершила правонарушение. Таким же образом, до того как она украла деньги, она носит белую дамскую сумочку; а после кражи — черную.
    • Каждый раз, когда мы видим отражение того или иного персонажа в зеркале, этот герой совершает что-то плохое. Например, когда Мэрион пересчитывает украденные деньги, мы смотрим на её отражение в зеркале. Когда Сэм и Лайла регистрируются под вымышленными именами, мы также смотрим на их отражение в зеркале. Тем самым, режиссер хотел показать две стороны человеческой личности.
    • Несмотря на факт, что весь фильм черно-белый, несколько зрителей утверждали, что в сцене в душе кровь была красного цвета. Очевидно, что такое утверждение не может быть правдой, потому что, во-первых, фильм черно-белый; а во-вторых, в качестве крови был использован шоколадный сироп.
    • Сцена убийства в душе продолжается всего 45 секунд, но для её съёмок было использована около 70 разных планов камеры.
    • Гонорар Энтони Перкинса составил $40 000. В фильме Мэрион крадет точно такую же сумму.
    • еще 47 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Сэм с Лайлой прибывают в мотель, на боковой стене заметна тень большого дерева, но когда к ним подходит Норман, тень исчезает.
    • Когда Норман Бэйтс прибирается в душевой, неоднократно меняется положение прищепок на штанге над ванной.
    • В самом начале фильма (сцена в городской гостинице) рубашка Сэма меняет положение, хотя к рубашке он не прикасался.
    • После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза со суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека расширяются после смерти. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну, чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
    • В конце фильма, когда появляется психиатр, при смене ракурса над календарем внезапно появляется белая бумажка, хотя до этого ее там не было.
    • Когда Норман вбегает в ванну, он сшибает рамку с птицей. Рамка с падает лицевой стороной вверх. Позже, когда Норман начнет прибираться, рамка оказывается перевернутой.
    • Норман Бейтс бежит из дома в офис под проливным дождем, но его пиджак остается сухим. Влага появится чуть позже, когда он на секунду выскочит, чтобы забрать багаж Мэрион.
    • еще 4 ошибки

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Из всех фильмов Альфреда Хичкока — самый знаменитый, самый страшный, самый неустаревший, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизведения этого успеха. Правда, при жизни маэстро никто не решался на прямое продолжение — и только лишь в 80-е годы появились ещё три «Психоза», причём «Психоз III» был снят актёром Энтони Перкинсом, который чуть ли не на всю жизнь стал своеобразным заложником своей роли маньяка-убийцы Нормана Бейтса. Но в тысячах всевозможных триллеров, чиллеров, саспенсов, шокеров, ярнов и прочих новообразованных жанров предпринимались усилия по устрашению зрителей при помощи именно хичкоковских приёмов. Казалось бы, «Психоз» должна была постигнуть участь некоторых выдающихся картин, растасканных, что называется, по кадрам и даже по ракурсам. Ореол славы вокруг шедевров часто заставляет излишне придирчиво определять их реальную нетленность. Но «Психоз» по-прежнему увлекает с первых же мгновений, держит в невероятном напряжении и пугает до дрожи. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8573 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Хичкок. Одно его имя уже стало нарицательным, первопроходец в таких, безусловно, сильных и потрясающих жанрах как «саспенс», «психологический триллер», «ужасы». Он заложил те основы, которыми впоследствии будут пользоваться уже многие остальные. Мотивы, повороты сюжета, операторские находки — все это уже в веках и будет еще не раз перерабатываться современными кинодеятелями. Ибо это и есть самая настоящая шедевральная классика.

    Черно-белый фильм, невероятно стильный. Атмосфера, пронизанная предчувствием опасности и угрозы, давящая напряжением, предвкушением развязки, но при этом сохраняющая таинственность и загадочность, и неповторимое изящество. Прекрасно подобранная музыка, вгоняющая зрителя в самый-самый саспенс. И даже сюжет по истечении стольких лет все еще удивляет своей концовкой неподготовленного зрителя.

    Поистине фильм высокого полета, и его нужно посмотреть каждому хотя бы ради того, чтобы ознакомиться с истоками жанра. Ну и для саморазвития. Ну, или хотя бы ради прекраснейшего Энтони Перкинса, он просто великолепен. Никогда не забуду его взгляд в конце фильма — браво.

    Конечно, «Психо» уже не произведет такого сильного впечатления на современного искушенного зрителя, кто-то начнет подмечать ляпы, когда в фильме важно совсем другое. Погрузитесь в атмосферу и насладитесь, хотя бы просто эстетически настоящей классикой. Отдайте дань уважения.

    Безусловно

    10 из 10


    Хотя, «Психо» не нуждается в оценке.

    5 апреля 2010 | 20:42

    Кино, как справедливо было замечено самим Хичкоком, искусство технических уловок, главным образом оказывает влияние на зрителя посредством неповторимых кинематографических приёмов, а посему не всегда способно преодолеть течение времени нетленным художественным изваянием, зачастую оправдывая свой громкий статус лишь высокопарными изречениями безропотных ценителей классики. Спустя годы после выхода сей наиболее успешной картины режиссёра восторженные возгласы относительно её новаторских особенностей всё ещё обязывают соглашаться, что пребывание «Psycho» в рейтинге исключительно жутких фильмов неслучайно, но истинная правда в том, что достижения сегодняшнего дня, увы, говорят об обратном и, если учитывать значимость особого состояния беспокойства при просмотре ленты, изобличают тривиальность применяемых в ней выразительных средств.

    Сколь обоснованны являются доводы о непревзойдённости сего произведения, ясно дают понять преследуемые Хичкоком цели, определяющая эстетику его творчества способность пробудить в сердцах зрителя ощущение тревожной неопределённости, предчувствие чего-то неописуемо страшного, как раз-таки в случае с экранизацией малоизвестного романа Роберта Блоха в полной мере себя не обнаружившая. Яркий сему пример, наверное, самая «цитируемая» сцена в кинематографе — «death in the showers» — некогда имеющая огромный успех, по признанию режиссёра, самый шокирующий эпизод его фильма, после которого более нет необходимости откровенной съёмки убийства, сейчас же представляющая лишь предмет всевозможных пародий, ибо никаких 90-то монтажных склеек уже не могут скрыть прорыв в области современных кинотехнологий.

    Куда любопытней кажется иносказательная подоплёка явлений и предметов, психоаналитическая трактовка произошедших на экране событий, открывающая неожиданно новый взгляд на содержательный аспект культового триллера. В этом смысле один из самых оригинальных мыслителей сегодняшнего дня Славой Жижек — настоящая находка для почитателей творчества именитого кинематографиста, вопреки существующим интерпретациям его произведений предлагает альтернативное виденье присутствующих в «Psycho» скрытых мотивов, согласно которым знакомая всем история оказывается глубоко завуалированным представлением нескольких уровней человеческой субъективности, а непосредственно сам Хичкок — искусным знатоком человеческой психологии, чье культурное наследие, как видимо, не оставляет в покое даже просвещённых философов.

    Пусть зритель нового поколения вполне может себе позволить не согласиться с приписываемыми картине характеристиками, найти её слегка наивной, а остроту драматического напряжение объяснить следствием, в первую очередь, музыкального сопровождения, но никак не сложных комбинированных съёмок, коими так славится сие выдающееся кино, лишь одно не вызывает сомнения: публика всегда будет теряться в заблуждениях касательно вероятного исхода истории, опережать события неверным ходом мыслей, дабы Хичкок в который раз доказал истинность своих суждений о трёх главных составных частях фильма. Именно непредсказуемость сюжетных поворотов, манипуляция режиссёра стереотипным мышлением свидетелей его триумфа позволяет ленте существовать вне времени, и если бы не этот скромный нюанс, остался бы данный артефакт, пожалуй, томиться на страницах учебников по киноискусству.

    24 января 2014 | 03:03

    «Психо» — несомненно шедевр от Альфреда Хичкока. Это просто прекрасный фильм во всех отношениях.

    «Мы все в своих ловушках. Застряли. И никто из нас не может выбраться. Мы карабкаемся, цепляемся… Но только за воздух, только друг за друга. И в результате стоим на месте.»

    Мэрион Крэйн (Джанет Ли) крадёт 40 тысяч долларов у своего босса и уезжает из города. Во время бегства она решает свернуть с шоссе и провести ночь в мотеле, которым управляет Норман Бейтс. Вот тут начинается самое интересное. Дальше спойлерить сюжет не буду… Хотя вряд ли есть люди, которые не смотрели этот фильм.

    «Боль похожа на решения: о них забываешь, как только перестают мучать.»

    Все актёры на своём месте, но Энтони Перкинс мне запомнился больше всего. Его улыбка — великолепна!

    »- У вас не было пустого времени в вашей жизни?
    - Только вся моя жизнь.»


    В общем… Эта кинокартина — шедевр, с которой должны ознакомиться каждый. Оценка этому фильму не нужна!

    23 апреля 2016 | 14:45

    В этом фильме Хичкок заложил основы жанра, который называют сейчас по разному «триллер», «саспенс»… Отличное нагнетающее музыкальное сопровождение, работа оператора. А сценарные ходы потом будут обыграны бесчисленное количество раз.
    Это — классика, со всеми своими плюсами и минусами.

    8 из 10

    11 августа 2006 | 11:22

    «Психоз» (или, более правильный перевод «Psycho» — «Псих») — детективный триллер «короля саспенса» Альфреда Хичкока, 1960 года. Фильм был высоко оценен, номинировался на Оскар в нескольких номинациях, получил ряд наград разных конкурсов и фестивалей.

    В картине идет речь о девушке Мэрион Крейн. Которая устала от тайных отношений со своим женатым любовником, она хочет выйти замуж, изменить свою жизнь. Как-то раз ей в руки попадает большая сумма денег. Девушка берет деньги и уезжает из города, пытаясь найти «место для души». Попав в сильный дождь, Мэрион останавливается в мотеле и знакомится с его владельцем…

    Первая часть фильма, которая повествует о Мэрион и ее взаимоотношения с Сэмом, также о том, как она украла деньги, показалась немного затянутой. Дальше события начали развиваться стремительней. Ну и концовка подарила несколько минут саспенса.

    Помешательству главного героя способствовала его мать. Фильм проникнут идеей материнского эгоизма, ревности и пр. В фильме мать олицетворяют хищные птицы, изготовление чучел которых было увлечением Нормана.

    В ленте достаточно стильная черно-белая картинка. Достоверно изображена Америка 60-ых годов. Смотреть приятно, нет каких-то шероховатостей и прочего. Музыкально сопровождение Бернарда Херрманна потрясающе дополняет атмосферу фильма.

    Актерская работа великолепна. Энтони Перкинс замечательно справился с ролью «сына, немного сумасшедшей матери». Жаль, что он стал «заложником» своей роли. Джанет Ли и остальные актёры были очень убедительны в своей ролях.

    Фильм получил огромное количество восторженных откликов, он считается потрясающе-ужасающим, реально страшным фильмом. Ничего такого я при просмотре я не испытывала. Я очень люблю триллеры — это мой самый любимый жанр кино, но этот фильм, не знаю что тому виной затянутое начало или еще что-то, не заставил меня дрожать от страха. Да, фильм хороший, интересный, но не шедевр.

    8 из 10

    2 февраля 2011 | 15:30

    Я не представляю, что бы было со мной, смотри я фильм в далеком 60 году. Я почему-то уверен, что фильм мне не понравился. Я был бы в диком гневе и замешательстве — что это такое снял великий мастер? что это за психически неуравновешенный маньяк?

    Вот сегодня фильм — для меня как бальзам на душу. Я обожаю такие фильмы. (Какие? Да посмотри, поймете). Такого рода триллеры, с такой концовкой. С шокирующей концовкой.

    Да, огромное влияние на меня возымел фильм с Энтони Хопкинсом «Хичкок», где собственно и говорилось о съемках фильма и о режиссуре. И спасибо создателям фильма — они не раскрыли «Психо» не на каплю!

    А фильм прекрасен. Он идеален. Эта история — она реальна, страшна и безумна. Музыка, актеры, сюжет. Люди, это классика хоррора! Да, какая там классика — перед нами первый, самый оригинальный первоисточник! Без изъянов.

    Фильм умы будоражил тогда, думаю и сейчас ему это под силу. Со мной ему это удалось.

    10 из 10

    31 марта 2013 | 18:02

    Триллер «Психо» считается одним из самых значимых фильмов легендарного режиссера Альфреда Хичкока. И не только потому, что он совместил в нем частицы готического хоррора, нуара и острого детектива. А, в первую очередь, из-за того, что полностью отобразил в нем особенности психоанализа (известного, благодаря австрийскому ученому Зигмунду Фрейду).

    Хич, вообще, был ярым фрейдистом. Для него всегда были интересны такие психические составляющие личности, как подсознание и реальное прошлое. Именно прошлое маэстро, во многом, повлияло на его творчество. Вот что он пишет в своих воспоминаниях по этому поводу:

    «Наверное, именно там, у иезуитов, во мне развилось чувство страха морального свойства. Страха оказаться вовлеченным в нечто греховное. Я был запуган полицией, отцами-иезуитами, физическим наказанием, множеством других вещей. Это и есть корень моего творчества…» ©

    Посему, в его фильмах страх, напряжения, воспоминания из прошлого. Однако не во всех картинах данные факторы подробно исследуются, как и сторона подсознания. Впервые Хичкок применил стороны психоанализа в фильме-нуаре «Завороженный». Там герой Грегори Пека лечился в психиатрической клинике от душевного расстройства из прошлого. Но в «Психо» режиссер, как я думаю, в полной мере разложил сюжет по полочкам психоанализа (в «Завороженном» Хичкок раскрывает перед зрителем, в полной мере, такую сторону психологического анализа, как толкование сновидений). А здесь раскрываются следующие особенности теории: бессознантельное влечение человека к чему-либо (эти влечения приводят к душевному сопротивлению), страх и депрессия в настоящем определяются последствиями раннего детства, реальность смешивается с бессознательным. Эпизоды с данными пунктами указывать не буду. Иначе, наспойлерю.

    Что же касается игры актеров, то здесь на первое место, конечно же, выдвину Энтони Перкинса в роли Нормана. Впервые Перкинса я увидел в фантастической драме «На берегу». Но, именно, в «Психо» он показал свою самую яркую актерскую игру. Его топорные движения перед клиентами, отрывистая речь — признаки, говорящие о нем как о закрытом человеке. Но совершенно иной Норман… вне себя. Отличный показ раздвоения личности. Но наград ему за Бейтса не выдали. А жаль.

    Джэанет Ли в своей Мэрион показала девушку, которая «палится» во всех своих действиях. Тут можно сказать: не воруй, да не судимым будешь… Я думаю, вы потом поймете почему. Роль у нее неплохая, но, ввиду ограниченного времени, не совсем раскрытая.

    Что же касается «техники», то тут на первое место можно выставить операторскую работу. Вспомните, как детектив летит с лестницы… а камера — за ним.

    Из недостатков можно выделить две вещи. Во-первых, когда Мэрион услышала голос миссис Бейтс из окна, слышна была речь. Но посудите сами, как можно отчетливо услышать слова, находясь в метрах от окна с говорящим. Ну, да ладно. Может быть, это придумка самого Хича (созданная, опять же, для усиления навязчивого страха). Во-вторых, сцена в душе. Да, она уже вошла во многие учебники по кинематографу. Но! Мало крови. Ударов — много, кровушки — как из котика. Ну, и здесь, можно сослаться на только что изживший себя кодекс Хейса. Ужасы «в своем соку» только набирали обороты. И не без помощи мистера Хичкока.

    9 из 10

    26 августа 2014 | 10:38

    Давно хотел познакомиться с творчеством Альфреда Хичкока, посему решил начать знакомство с его самой культовой картины — «Психо», снятой по одноименному роману Роберта Блоха. Сперва хотел прочитать первоисточник, но, увы, не хватило терпения.

    Жанрово «Психо» граничит между психологическим триллером и фильмом ужасов на детективной основе, причем ужасами в том исконном понимании, где целью картины является не демонстрация жестокости и смакование кровавых сцен (в те годы такое выпустить на широкий экран в принципе не удалось бы, т. к. была достаточно строгая цензура), а создание у зрителя ощущение саспенса. И его, родимого, там хоть отбавляй. Невероятно наэлектризованная и напряженная атмосфера довлеет над зрителем без остановки, не давая тому оторвать глаз от экрана ни на секунду. Причем больше всего нервничать зрителя заставляет гениальный и пронзительный саундтрэк Бернарда Херрманна, который своими высокими скрипичными партиями прямо таки впивается в ухо, словно острыми спицами. Именно ему принадлежит гениальное композиторское изобретение во время сцены жестокого убийства тупо долбить на скрипке одну ноту без всяких пассажей. Действует безотказно! После этого фильма этим приемом начали пользоваться все! Недаром после выхода картины Херрманн получил вдвое больше своего изначально оговоренного гонорара. Он поистине этого заслужил.

    Как и в любом детективе, в конце зрителя ждет наиприятнейшее срывание покровов. До тайны, конечно, докопаться не так уж сложно уже к середине фильма, но это, ни в коем случае, не отнимает у зрителя удовольствия от просмотра. Кроме того, в картине соблюден отличный баланс. Ничего перетянутого, лишнего или скомканного. Все стоит на своем месте и идет своим чередом.

    Ну и напоследок грех не похвалить актерскую игру главного героя Нормана Бэйтса в исполнении Энтони Перкинса. Не будет преувеличением сказать, что его игра была самой яркой и убедительной.

    1 сентября 2011 | 23:06

    На мой взгляд, нет тут ни ужасов, ни триллера, это скорее детектив. Хотя начало фильма совершенно не имеет отношения к его сути, все же наблюдать метания женщины, после десяти лет безупречной службы поддавшейся искушению и укравшей сорок тысяч долларов у своего начальника, довольно интересно. Спонтанное преступление. Вот только что ты и не думала ни о чем таком… и уже едешь куда глаза глядят с ворованными деньгами в сумочке, и шарахаешься от каждого полицейского.

    Потом начинается суть фильма. Мне очень понравилось, как сыгран Норман, и внешне он весьма привлекательный юноша. Жаль, что Перкинса подкосила эта роль, он был талантлив. Было видно, как Норману понравилась главная героиня, и я уже — к тому моменту совершенно забыв, что смотрю вроде как фильм ужасов, а не бытовую драму о спонтанном преступлении — надеялась на небольшой трепетный роман воровки и этого застенчивого красавчика…

    Но тут что-то мне напомнило, что расслабляться не стоит. То ли музыка, то ли чучела птиц и разговор о мамаше в маразме, которую ну нельзя же сдавать в дурдом, все-таки мать…

    И, к сожалению, скоро дало о себе знать то, что фильм старый, полезло все то, что к нашему времени уже стало штампами триллера. Как вы думаете, если прекрасная девушка моется в душе в одиночестве, что с ней случится? Даже те, кто ужасами не увлекаются, знают этот ответ.

    Также очень криво и театрально сняты сцены убийств. «Классический» стиль махания ножом а-ля киношный маньяк, переусложненные танцы камеры, вызывающие не саспенс, а скуку — сразу вспоминаешь, что за камерой стоит оператор, который очень старается не показать убийцу и обнаженную натуру. Плюс небольшой ляп — уже как бы мертвая жертва слегка двигает глазами.

    Но потом действо вновь возвращается к детективу. Не то чтобы непонятно, кто убил, вариантов всего два, но хочется знать всю подоплеку дела и гадаешь, будут ли новые жертвы. При кульминации, наконец, всплывает тот самый кадр, благодаря которому к фильму хоть как-то можно приложить ярлык «ужасы». Хотя он совершенно не страшный.

    В конце несколько напрягает обстоятельный рассказ психиатра, объясняющий несложные вещи с очень умным видом. Зато финальный монолог довольно проникновенен. Становится даже жаль убийцу… хотя я считаю, что безумие не оправдывает такие тяжкие преступления. Но все же… как-то думаешь, что могло сложиться по-другому, будь кто-то в прошлом убийцы чуть добрее, или чуть внимательнее, или, наоборот, чуть строже.

    В целом, это ретро-детектив, с весьма приличной, а в случае Перкинса и хорошей игрой актеров, в какой-то мере наивный, но вполне смотрибельный.

    25 августа 2012 | 01:13

    Так как о величии такого режиссера как Альфред Хичкок можно говорит бесконечно, то я, пожалуй, акцентирую свое внимание на актерской работе. Психо-это, безусловно, триллер с большой буквы. Совершенно бесспорно, что судить о фильмах прошедших сквозь время достаточно тяжело, в силу нашей пропитанности культурой современного кинематографа. К тому же, многим хичкоковская классика может показаться совершенно обычной черно- белой картиной. Такое случается с людьми, глаз которых принципиально не воспринимает черно- белую классику. Нужно сказать, что они многое теряют. Меня же этот фильм поразил сразу.

    Вообще, мне свойственно оценивать фильм, прежде всего, с точки зрения актерской игры. Особое восхищение мне хотелось бы выделить игре Энтони Перкинса. Напомню, что его герой — это убийца-психопат, который живет отшельником, создавая еще больший страх касательно своего образа. Нужно отдать должное, что подобный образ главных персонажей фильмов ужасов, в свою очередь, достаточно часто используется в современных ужасах, что, прежде всего, говорит о классичности этой картины. Признаться честно, игра Перкинса меня зацепила не по-детски. Поэтому смотрела, в прямом смысле, с открытым ртом. Этот притягивающий тебя к экрану взгляд, монотонные и в то же время резкие движения, говорящие о его неустойчивой психике его персонажа и вызывающие противоречивое первое впечатление, знаменитый смайл — все эти детали, соблюденные как Хичкоком так и Перкинсом, заслуживают похвалы. А то, что делают в совокупности постановка фильма и актерская работа, словами описать трудно. Я являюсь поклонницей нестандартной актерской работы. Экспрессивность и эмоциональность, используемая актерами мне чужда. Больше всего в игре мне нравится реалистичность, когда сугубо индивидуальные качества актера помогают ему не переигрывать, то есть придерживаться золотой середины. Перкинсу, по большей части, удается заинтриговать зрителя благодаря его невероятному мужскому обаянию.

    Что касается работы Веры Майлз, то роли слабого пола у А. Хичкока — это, прежде всего, воплощение женственности, которая вносит свой уникальный шарм в картину, и поэтому, говоря об ее игре трудно к чему- то придираться или комментировать. Женщины — неотъемлемая часть хичкоковских триллеров, и для меня её игра ничем не отличается от игры Грейс Келли или Джоан Фонтейн. В его работах они действуют по особому образцу — либо находятся в опасности, либо в объятиях мужчины. Таким образом, женщины в его фильмах — неотъемлемая атрибутика, но не основа.

    Говоря о фильме в целом — это, безусловно, шедевр. В нем все так слажено, четко и во время просмотра появляется странное ощущение, что ты — не единственный наблюдатель, по большей части, из-за использования необычных ракурсов. И, конечно, самое грустное о чем меня заставляет задумываться такого рода классика так это то, что такие фильмы единственные в своем роде и некоторые приемы в современном кинематографе уже не используются.

    10 из 10

    30 октября 2013 | 15:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>