всё о любом фильме:

Психо

Psycho
год
страна
слоган«Фильм, который изменил кино навсегда»
режиссерАльфред Хичкок
сценарийДжозеф Стефано, Роберт Блох
продюсерАльфред Хичкок
операторДжон Л. Расселл
композиторБернард Херрманн
художникРоберт Клэтворти, Джозеф Хёрли, Рита Риггз, ...
монтажДжордж Томазини
жанр триллер, детектив, ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  42.7 млн,    Франция  2.07 млн,    Испания  724.8 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время109 мин. / 01:49
Девушка, недовольная романом с разведенным мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами, крадет на работе крупную сумму денег и в спешке бежит из города. В мотеле, где она остановилась на ночь, ей приходится столкнуться с его молодым владельцем…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.60 (325 477)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
80 + 3 = 83
9.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Роберта Блоха «Психоз» (Psycho, 1959).
    • В первой версии сценария героиню, которую сыграла Джанет Ли, звали Мэри Крэйн (Mary Crane).
    • Одной из причин того, почему Альфред Хичкок взялся за съёмки низкобюджетного черно-белого фильма, стало то, что режиссер устал снимать высокобюджетные фильмы с суперзвездами в главных ролях и хотел сделать в какой-то степени экспериментальное кино, в котором бы использовались приемы, характерные для телевидения.
    • Роль Мэрион могла достаться Еве Мари Сэйнт, Пайпер Лори, Марте Хайер, Хоуп Лэнг, Ширли Джонс, Лане Тернер.
    • Альфред Хичкок анонимно купил права на роман Роберта Блоха за $ 9 000. Хичкок также постарался скупить как можно больше экземпляров книги, для того чтобы концовку истории знало как можно меньше людей.
    • Картина была сделана чёрно-белой, т. к. Хичкок посчитал, что фильм получится слишком жестоким, если его снять в цвете. Но главной причиной стало желание режиссера сделать картину с как можно меньшим бюджетом (расходы не должны были превысить $ 1 млн.). Кроме того, в то время в прокат выходило немало чёрно-белых фильмов категории «Б», и такие картины собирали неплохие деньги, поэтому Хичкоку было интересно, какие сборы будут у низкобюджетного чёрно-белого фильма категории «А».
    • Во время съёмок проект был известен как «Production 9401» или «Wimpy». Последнее имя проект получил от помощника оператора Рекса Уимпи (Rex Wimpy).
    • Предполагалось, что фильм начнется с панорамного плана, снятого с помощью вертолета, медленно переходящего в общий план. Данная сцена, если бы она была снята, напомнила бы начало «Печати зла» (1958) Орсона Уэллса.
    • В сцене в душе было использовано более 90 монтажных склеек. Данная сцена была снята с 17 по 23 декабря 1959 года. Энтони Перкинс не присутствовал на её съёмках.
    • Для записи звука ножа, проникающего в человеческую плоть, был использован звук ножа, пронзающего кассабу (зимнюю дыню).
    • Первоначально Альфред Хичкок намеревался сделать сцену в душе совершенно немой. Однако, Бернард Херрманн всё-таки написал музыкальную тему. Когда её услышал Хичкок, то он изменил свое решение.
    • В качестве крови в фильме был использован шоколадный сироп «Боско».
    • Среднее имя Нормана — Фрэнсис. Также зовут святого — покровителя птиц.
    • Автомобильный номер первой машины Мэрион — ANL-709, второй — NFB-418.
    • В автомобильном номере машины Мэрион содержатся следующие буквы — NFB. Такие же буквы составляют инициалы Нормана Бейтса — Норман Фрэнсис Бейтс (Norman Francis Bates).
    • Хобби Нормана — таксидермия (набивка чучел).
    • Главную героиню зовут Мэрион (Marion). В «Птицах» (1963) главную героиню зовут Мелани (Melanie). Название следующего фильма Хичкока — комбинация букв данных двух имен — «Марни» (Marnie) (1964).
    • Бюджет фильма составил всего $800 000, а сборы — $ 40 000 000. Альфред Хичкок использовал съёмочную группу своего же телесериала «Альфред Хичкок представляет» (1955), для того чтобы сэкономить время и деньги.
    • В 1962 году Альфред Хичкок обменял свои права на данный фильм и его телесериал («Альфред Хичкок представляет» (1955)) на существенную долю акций компании MCA. Хичкок стал третьим крупнейшим акционером компании.
    • В первой версии сценария содержался следующий диалог:
      Мэрион: «Я намереваюсь провести уик-энд в постели».
      Том Кэссиди: «В постели? Это единственное место отдыха, которое лучше Лас-Вегаса».
      Данная сцена была снята Гасом Ван Сэнтом для «Психо»(1998), но не вошла в финальную версию картины.
    • Картина, которую снимает со стены Норман, для того чтобы понаблюдать за раздевающейся Мэрион, — классическая картина, изображающая изнасилование.
    • Считается, что «Психо» стал первым фильмом, где был показан слив бачка унитаза.
    • По некоторым слухам, фильм не хотели выпускать в прокат, т. к. цензоры заявили, что во время сцены в душе якобы видна грудь Джанет Ли. Монтажерам пришлось просмотреть покадрово данную сцену, для того чтобы убедиться в том, что претензии цензоров не обоснованы. Хичкок не внес никаких изменений (они и не требовались).
    • После выхода фильма на экраны Альфред Хичкок получил гневное письмо от отца девушки, которая отказывалась принимать ванну, после того как она посмотрела «Дьяволиц» (1954), а после «Психо» — отказывалась принимать душ. Ответ Хичкока был следующим: «Отведите её в химчистку».
    • Альфред Хичкок снял этот фильм, после того как проект с Одри Хепберн «No Bail for the Judge» не состоялся.
    • Альфреда Хичкока можно заметить в фильме на пятой минуте экранного времени — человек в ковбойской шляпе снаружи офиса Мэрион.
    • По словам Стивена Ребелло, автора книги «Альфред Хичкок и создание «Психо», Хичкок был настолько недоволен невыразительной игрой Джона Гэвина, сыгравшего Сэма Лумиса, что на съёмках режиссер называл его окоченевшим.
    • В романе Роберта Блоха Норман Бейтс — низкорослый, толстый и пожилой человек, в фильме — молодой, привлекательный и симпатичный. Идея изменить внешность персонажа принадлежала Альфреду Хичкоку.
    • Джемс П. Кэвэна был первым сценаристом, которому было поручено написать адаптацию романа Роберта Блоха. Однако, создатели фильма предпочли сценарий Джозефа Стефано. Кэвэна также написал, по меньшей мере, пять эпизодов для сериала «Альфред Хичкок представляет» (1955), два из которых поставил Хичкок.
    • Изначально в качестве музыкального сопровождения Альфред Хичкок и Джозеф Стефано намеривались использовать джаз-музыку.
    • В основу романа Роберта Блоха легли реальные факты о Эде Гейне (Ed Gein), серийном убийце. Также на образе этого маньяка частично основаны следующие фильмы: «Безумие» (1974), «Техасская резня бензопилой» (1974), «Молчание ягнят» (1990).
    • В начальной сцене фильма Мэрион Крэйн носит белый бюстгальтер, потому что Альфред Хичкок хотел показать её «ангело-подобной». Однако, после того как она украла деньги, следует сцена, в которой Мэрион одета в черный бюстгальтер, т. к. она совершила правонарушение. Таким же образом, до того как она украла деньги, она носит белую дамскую сумочку; а после кражи — черную.
    • Во время своей болезни Альфред Хичкок не мог присутствовать на съёмках. За время его отсутствия съёмочная группа сделала сцену, в которой Арбогаст, поднимается по лестнице. Когда Хичкок увидел этот материал, он поблагодарил съёмочную группу, но добавил, что сцену всё-таки придется переснять. Дело в том, что версия съёмочной группы была сделана так, что у зрителей могло сложиться впечатление, что Арбогаст поднимается по лестнице, чтобы совершить убийство.
    • Рекламный материал для фильма включал трейлер, в котором Альфред Хичкок в качестве гида проводил экскурсию для зрителей по мотелю и дому. В конце ролика, Хичкок заходит в ванную комнату, отдергивает душевую занавеску, и мы видим крупный план вопящей от ужаса женщины. Однако, актриса в ванной — это не Джанет Ли, а Вера Майлз.
    • Во время съёмок Вера Майлз носила парик, т. к. она обрила голову для съёмок в фильме «5 опозоренных женщин» (1960).
    • В коллекционном издании фильма, выпущенном на DVD, Джанет Ли подтверждает, что в сцене в душе в некоторых моментах была использована специальная кукла.
    • По версии журнала Entertainment Weekly «Психо» занял одиннадцатую строчку в списке «Лучших фильмов всех времен», а также он занял первое место среди фильмов ужасов, когда-либо снятых.
    • Съёмки сцен с участием Джанет Ли заняли три недели, причем одна из них ушла на съёмки сцены в душе.
    • Декорации дома стоили всего лишь $15 000, но, тем не менее, они стали наиболее дорогими декорациями, созданными для данного фильма.
    • Нижнее белье, которое носит Мэрион Крэйн (Джанет Ли), было куплено в обычном магазине.
    • В первый день съёмок вся съёмочная группа пообещала режиссеру, что не будет разглашать информацию о сюжете фильма. Хичкок также изъял из копий сценария, выданных актерам, последние страницы, для того чтобы никто не мог знать концовку фильма.
    • Гонорар Энтони Перкинса составил $40 000. В фильме Мэрион крадет точно такую же сумму.
    • «Психо» — это последний фильм, снятый Хичкоком для кинокомпании Paramount. В дальнейшем Хичкок снимал фильмы на киностудии Universal.
    • Альфред Хичкок был настолько впечатлен музыкой Бернарда Херрманна, что удвоил гонорар композитора (гонорар Херрманна составил $34 501). Позднее Хичкок скажет, что 33% эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке.
    • В фильме содержится множество ссылок на птиц. Вот лишь некоторые из них:
       — фильм начинается с панорамного плана с высоты птичьего полета;
       — фамилия главной героини — Крэйн (с английского «crane» переводится как «журавль»);
       — различные чучела птиц можно увидеть в мотеле;
       — картины, на которых изображены птицы, можно заметить в комнате Мэрион в мотеле;
       — Норман случайно сбивает со стены картину, на которой изображена птица;
       — Норман говорит Мэрион: «Вы кушаете, как птица».
    • Съемки картины заняли 36 дней с декабря 1959 по январь 1960 года.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В разное время ходили упорные слухи, что во время съёмок сцены в душе по настоянию режиссера горячая вода резко менялась на холодную в момент начала убийства (Джанет Ли об этом, понятное дело, ничего не знала). На самом деле ничего подобного не было.
    • Каждый раз, когда мы видим отражение того или иного персонажа в зеркале, этот герой совершает что-то плохое. Например, когда Мэрион пересчитывает украденные деньги, мы смотрим на её отражение в зеркале. Когда Сэм и Лайла регистрируются под вымышленными именами, мы также смотрим на их отражение в зеркале. Тем самым, режиссер хотел показать две стороны человеческой личности.
    • Несмотря на факт, что весь фильм черно-белый, несколько зрителей утверждали, что в сцене в душе кровь была красного цвета. Очевидно, что такое утверждение не может быть правдой, потому что, во-первых, фильм черно-белый; а во-вторых, в качестве крови был использован шоколадный сироп.
    • Сцена убийства в душе продолжается всего 45 секунд, но для её съёмок было использована около 70 разных планов камеры.
    • еще 47 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза со суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека расширяются после смерти. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну, чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Из всех фильмов Альфреда Хичкока — самый знаменитый, самый страшный, самый неустаревший, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизведения этого успеха. Правда, при жизни маэстро никто не решался на прямое продолжение — и только лишь в 80-е годы появились ещё три «Психоза», причём «Психоз III» был снят актёром Энтони Перкинсом, который чуть ли не на всю жизнь стал своеобразным заложником своей роли маньяка-убийцы Нормана Бейтса. Но в тысячах всевозможных триллеров, чиллеров, саспенсов, шокеров, ярнов и прочих новообразованных жанров предпринимались усилия по устрашению зрителей при помощи именно хичкоковских приёмов. Казалось бы, «Психоз» должна была постигнуть участь некоторых выдающихся картин, растасканных, что называется, по кадрам и даже по ракурсам. Ореол славы вокруг шедевров часто заставляет излишне придирчиво определять их реальную нетленность. Но «Психоз» по-прежнему увлекает с первых же мгновений, держит в невероятном напряжении и пугает до дрожи. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7286 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Люди никогда не убегут ни от чего» (с)

    Возвращаясь в прошлое или заполняя внутреннюю пустоту, убегая от проблем или постоянно ожидая их разрешения, чтобы наконец обрести покой — все это время надежда держит нас в неведении, а когда умирает — мы сходим с ума. Все мы иногда сходим с ума…

    Молодая девушка Мэрион Крэйн похищает 40 000 долларов. Она уезжает из города, бежит от своего парня и от всех проблем. По дороге она заезжает в мотель, где ей придется переночевать и познакомиться с его владельцем Норманом Бейтсом… Но чем в итоге обернется это бегство?

    На первый взгляд завязка не предвещает ничего интересного, но каким-то непостижимым образом картина с первых минут заставляет прильнуть к экрану. Тут стоит отдать должное маэстро Хичкоку и его удивительной способности постоянно держать зрителя в состоянии саспенса.

    Так или иначе, по мере развития событий, драматизм только нарастает и вопреки привычной концепции «завязка-кульминация-развязка» исход не известен до самого конца, таким образом, наивысшее напряжение достигается лишь в финале, за которым следует сокрушительный эпилог, до конца объясняющий суть всей трагедии сюжет, но от этого способный повергнуть в настоящий шок. Все это, безусловно, добавляет ленте эксцентричности и очарования.

    То самое хичкоковское искусство саспенса, граничащего порой с беспросветно черным нуаром, соткано из множества деталей. Рука настоящего мэтра киноискусства чувствуется абсолютно во всем — начиная нестандартным построением сюжета и заканчивая оригинальными диалогами, а также блестящим музыкальным сопровождением, на котором, пожалуй, следует остановиться подробнее.

    Однажды в своем интервью Альфред выразил Бернарду Херрманну особое почтение, заявив, что треть впечатления от фильма достигается только музыкой. Тут с режиссером нельзя не согласиться, действительно, саундтрек, исполненный целиком на струнных инструментах, постоянно нагнетает тревогу, а в напряженных сценах заставляет все тело истерично пульсировать от волнения. Жесткие, плачущие звуки скрипки, словно ножи, пронизывают кадр отчаянным ужасом, вместе с тем уничтожая тщетные попытки зрителя удержать себя в руках.

    «Мы все в своих ловушках и никто из нас не может выбраться. Мы карабкаемся, цепляемся, но только друг за друга, а в результате стоим на месте.» (с)

    Великолепно выдержанная атмосфера, отличная актерская работа, изящная стильная структура сценария — всего этого уже достаточно, чтобы вознести картину до недосягаемых высот кинематографии, однако шедевральным ее делает именно наличие идеи. Она здесь не столько очевидна, сколько второстепенна, однако нашедший ее получит еще больше удовольствия от просмотра. В конце фильма невольно вспоминается фраза мистера Кессиди, приобретающая иное значение, соотносясь со всем посылом.

    «Знаете, как я поступаю с несчастьем? Я откупаюсь от него.» (с)

    Одна из фундаментальных проблем философии — достижение гармонии с самим собой. Хичкок ее не решает, не дает никаких ответов, однако показывает последствия неверного выбора. Женщина, отчаянно бегущая от своих проблем навстречу новой жизни и молодой мужчина отчаянно пытающийся восполнить тяжелейшую утрату. Никто из них не достиг успеха, ибо каждый себя обманул.

    Все мы иногда сходим с ума.

    Самое успешное и новаторское, пугающее и неповторимое творение великого Альфреда Хичкока навсегда войдет в зал славы кинематографии, как один из главных психологических триллеров ХХ века.

    10 из 10

    12 ноября 2013 | 17:04

    Сюжет «Психо» становится известен зрителю чаще всего еще задолго до того, как он, наконец, доберется до просмотра этой картины, ставшей культовой: ее растащили на киноучебники и образцовые сцены. И тем интереснее на этом примере наблюдать за тем, как со временем из массы фильмов выкристаллизовывается Кино с большой буквы: даже через столько прошедших лет, даже после известной заранее развязки оно продолжает завораживать и держать в напряжении зрителя, повидавшего многое.

    Хичкок, конечно, мастер, и этим все сказано. Я испытываю что-то вроде сожаления о тех временах, когда снимали такое кино — на протяжении всей ленты оставаясь в рамках жанра, но при этом не ограничивая себя ни в художественности, ни в прочих составляющих хорошего фильма. Сильная и тревожная музыка, во многом создающая ту самую атмосферу саспенса, графичность черно-белого кадра, подчеркнутая игрой света и тени, актеры, красивые и талантливые одновременно (когда это перестало быть нормой?) — этот фильм стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы получить эстетическое наслаждение от сочетания всего этого.

    И да, пара моментов, отмеченных просто так. Во-первых, багажники — в нынешние седаны впихнешь разве что чемодан, труп туда уже не поместится. Во-вторых, улыбка Нормана — я затаила дыхание и отмотала назад, чтобы пересмотреть еще раз, вдруг, почудилось? Нет, все верно. В момент смены плана улыбающегося с закрытым (!) ртом Нормана на финальный план болота гениальный Хичкок поставил зубы — едва просвечивающий оскал черепа, появляющийся на мгновение и в сочетании с пронизывающим взгядом сумасшедшего отправляющий вниз по спине легкий холодок вдоль позвоночника.

    Что тут еще сказать?

    26 июня 2013 | 14:06

    Я не представляю, что бы было со мной, смотри я фильм в далеком 60 году. Я почему-то уверен, что фильм мне не понравился. Я был бы в диком гневе и замешательстве — что это такое снял великий мастер? что это за психически неуравновешенный маньяк?

    Вот сегодня фильм — для меня как бальзам на душу. Я обожаю такие фильмы. (Какие? Да посмотри, поймете). Такого рода триллеры, с такой концовкой. С шокирующей концовкой.

    Да, огромное влияние на меня возымел фильм с Энтони Хопкинсом «Хичкок», где собственно и говорилось о съемках фильма и о режиссуре. И спасибо создателям фильма — они не раскрыли «Психо» не на каплю!

    А фильм прекрасен. Он идеален. Эта история — она реальна, страшна и безумна. Музыка, актеры, сюжет. Люди, это классика хоррора! Да, какая там классика — перед нами первый, самый оригинальный первоисточник! Без изъянов.

    Фильм умы будоражил тогда, думаю и сейчас ему это под силу. Со мной ему это удалось.

    10 из 10

    31 марта 2013 | 18:02

    -Мы все сходим с ума иногда. А вы не сходите?
    -Схожу. Порой хватает и одного раза…


    Несомненно, фильм культовый, изменивший кинематограф и внесший огромный вклад в хоррор индустрию. Чувствуется мастерство великого Режиссера, а именно таковым и являлся Альфред Хичкок. Но, к сожалению, на меня эта лента не произвела должного впечатления. Да, я с интересом наблюдала за героями, в первую очередь за Норманом Бейтсом, смотрела на этот полузаброшенный отель, обстановку и подмечала некоторые детали. Но интриги и непредсказуемости для меня не было — пару лет назад я прочитала книгу Блоха, поэтому знала, что будет происходить и чем же все закончится. Действительно обидно, не будь я в курсе событий, впечатления были бы совсем другие.

    И все-таки, еще раз отмечу, что «Психо» — фильм, оказавший значительно влияние на киноискусство и смотреть его надо. Это не просто вершина в творчестве Хичкока, но и в жанре ужаса как такого, и кто знает, каким бы был современный мир кино без этой картины.

    8 из 10

    19 сентября 2012 | 22:34

    Я специально не стал просматривать то огромное количество рецензий, которое присутствует на этом сайте, чтобы чужими мыслями не перебить своих, «заразившись» одухотворёнными высказываниями кого-нибудь из ярых поклонников (или напротив) этого, без тени сомнения, культового фильма.

    Культовый-то он культовый, и его принято относить к категории кино, что называется, must-have — обязательного к просмотру каждым, кто, хоть в малейшей степени, считает себя любителем или знатоком кино. Однако, моё личное отношение к творению великого мэтра Альфреда Хичкока — весьма скептическое.

    Я не люблю и не пониманию той всеобщей истерии, которая охватывает толпы (именно толпы, а не индивидуально мыслящих людей) верещащих журналистов, критиков, псевдо-критиков, да и просто обыкновенных граждан, создающих шумиху, пелену какой-то «возвышенности», «модности», «культовости» определённых кинолент (книг, или чего угодно ещё), заставляющую миллионы зомби-потребителей, без разбору, смотреть (читать) именно то, что сейчас «модно» или «культово». А критерий наличия/отсутствия тех или иных кинонаград — это, на мой взгляд, вообще маркетинговая замануха для зрителя, да плюс — какое-никакое развлечение для киносообщества: посмотрите, какое количество достойнейших картин, актёров и режиссёров остаются обделёнными этим «вниманием», и какое количество бездарных лент, режиссёров и актёров-пустышек поднимаются на волне той самой истерии, о которой я писал выше!

    По сути, вся эта тирада не имеет прямого отношения к обсуждаемому здесь фильму «Психо» — он, как говорится, под горячую руку попал… Но, как говаривал Глеб Жеглов ("Место встречи изменить нельзя», СССР, 1979 г., реж. Станислав Говорухин) — Наказания, без вины, не бывает!

    Существует ещё одна замечательная фраза: «Калифорнийское вино — это как классическая музыка: если с детства не привык, потом — всю жизнь, гадость!» На мой взгляд, эту реплику можно легко адаптировать к старому, чёрно-белому голливудскому кино: это, в большинстве своём, прекрасные фильмы, а их художественная и культурная значимость — неоспоримы; но вот только нравятся они далеко не всем, ибо, для этого, их нужно было смотреть с самого детства…

    Я решил посмотреть «Психо» из чистого любопытства, поскольку (как раз-таки, с детства!) помню растиражированную на постерах, множество раз скопированную и спародированную (как в кино, так и в мультфильмах) сцену, в которой женщина (в данном случае — Джанет Ли (Мэрион Крэйн)) истошно кричит в душе. Что ж, эта сцена меня не впечатлила вовсе — уверен, её можно было снять более «сочно», но, наверняка, этому препятствовали ограниченные технические возможности. Примерно до середины фильма, меня вообще ничего не впечатляло, даже хотелось уснуть — настолько затянуты, наиграны и не динамичны почти все сцены. Актёрская же работа Джанет Ли меня просто угнетала, как и её персонаж, Мэрион Крэйн: я никогда прежде не видел, чтобы так подозрительно себя вёл персонаж, пытающийся выглядеть, напротив, не подозрительным; и чтобы таким «деревянным», при всём этом, был сам актёр. Работа же Энтони Перкинса (Норман Бэйтс), напротив, показалась мне превосходной: он прекрасно справился со всеми эмоциональными и психическими состояниями своего очень сложного и неоднозначного персонажа. Для тех, кому только предстоит ознакомиться с данной картиной, я не стану раскрывать интриги — напротив, попробую её усилить: то, что выдаст Перкинс в конце фильма — это, поистине, великолепно!

    Что, и впрямь, меня впечатлило — это нетривиальный, а может быть даже революционный, для своего времени, сюжет. Однозначно, этот фильм можно считать если не единственным основоположником жанра психологического триллера — в том всеобъемлющем смысле, который включает в себя все возможные нюансы и поджанры — от мистического триллера, до полицейского детектива — то, как минимум, одним из первых фильмов этой направленности. Очень свежо, и глубоко продумано, даже по современным меркам — чего уж говорить о 1960-м! При просмотре ленты узнавались очень многие приёмы и подходы, использованные, впоследствии, очень многими режиссёрами, в очень многих картинах. В принципе, очень необычное ощущение, когда видишь в кино привычное, на первый взгляд, клише, присущее данному жанру — но понимаешь, что его здесь не использовали, позаимствовав где-то, а его здесь создали, и впервые употребили.

    В одном из эпизодов, режиссёр мастерски пускает зрителя по ложному следу: не стану раскрывать подробностей, но, в определённый момент, я был уверен, что Норман Бэйтс сделает очередное чучело — только, на этот раз, не птицы…

    Фильм, на мой взгляд, совершенно ошибочно отнесли ещё и к жанру «ужасы». Совершенно ничего пугающего и «ужасного» в фильме нет. Я понимаю, что в 1960-м, вероятно, и было, но для современного зрителя — это не ужасы, это обычный (теперь обычный!) психологический триллер.

    В общем, я не пожалел времени, потраченного на просмотр «Психо». Пугающе — нет; завораживающе — нет; держит в напряжении — да (начиная с середины фильма); интересно — да (также, начиная с середины).

    Отдельного упоминания заслуживает музыка — спасибо композитору Бернарду Херрманну. Очень атмосферно! Теперь я знаю, откуда черпали своё вдохновение создатели музыкального оформления фильма «Челюсти» (США, 1975 г., реж. Стивен Спилберг, композитор Джон Уильямс).

    Весьма одноразовый фильм, который, всё же, я настоятельно рекомендую к просмотру всем, кому интересны истоки жанра, кто считает себя любителем/ценителем кино, и кто любит старый, чёрно-белый Голливуд. Как знать — быть может, он станет Вашим любимым фильмом… Я не сравниваю, но лично мне ближе «Сияние» (США, Великобритания, 1980 г., реж. Стэнли Кубрик).

    14 марта 2014 | 14:42

    Отзыв будет длинным.

    Надо признаться, что легче было смотреть «Психо» сейчас, поскольку не так давно (а именно в прошлом году — 2012-ом) вышла лента под названием «Хичкок», которая приоткрыла тайны жизни великого режиссера, и, самое главное, рассказала о тех мытарствах, которые он претерпевал, когда снимал именно этот фильм, который фактически стал его визитной карточкой.

    Захотелось написать отзыв уже после просмотра фильма о режиссере. Когда есть такие картины, то легче воспринимаются сами произведения. Хотя мне до сих пор сложно объяснить почему люди снимают ужастики, хорроры и триллеры, и еще большей загадкой остается то, почему зрители их смотрят и даже ходят ради этого в кинотеатры?

    Но с Хичкоком я поняла следующее: снять ужастик — это всего лишь метод подачи материала, а материал — это чаще всего проблема. Проблема в человеческой голове. При чем в этом случае он раскрывает не только проблему в голове Нормана Бейтса — маньяка и психопата с синдромом раздвоения личности, но и проблему молодой девушки, которая могла бы просто выйти замуж за своего разведенного (!) любовника и жить себе дальше, но абсолютно на ровном месте она крадет крупную сумму и абсолютно бездумно (?!) отправляется куда глаза глядят.

    «Психо» — монохромный фильм Хичкока. Музыка и цвет в этом фильме подобраны точно. Они импонируют ужасу в фильме. Присутствие ужаса здесь неумолимо и вместе с тем остро необходимо. Страх и последующий ужас от увиденного — это такое же острое человеческое чувство, как любовь или восторг. Оно обостряет инстинкты и позволяет мыслить яснее. В данном случае — ужас возникает в середине фильма, когда идет кульминационное возмездие героини. Хотя вроде изначально чувствуешь, что ей не поздоровиться. Но тут наш ждет вторая большая кульминация — возмездие для убийцы в конце и его страшная тайна. Синдром множественной личности в кино эксплуатируют в последнее время довольно часто, но в варианте Хичкока он предстает перед тобой в новом (но старом) варианте.

    Психо породил задумки для таких фильмов как «Американский психопат» (имя Патрика Бейтса — главного героя), «Техасская резня бензопилой» (общая фабула рассказа), «Крик» (тут взята и музыка, и характер удара ножом, и размер ножа, и часть истории может быть даже), «Хэллоуин» (взято очень многое, в том числе Джанет Ли, которая снялась со своей дочерью Джемми Ли Кёртис в главной роли). Список длинный. При просмотре даже не подозревала насколько культовым является этот фильм для грядущей плеяды режиссеров, стремящихся снимать ужастики. Но у Хичкока все равно видна именно проблема человека, а не внешний метод подать все под соусом ужаса, на котором фокусируются многие режиссеры.

    Даже когда он снимал «Психо», он настолько погружал своих актеров в ужасы выдуманной атмосферы, настолько наблюдал и изучал своих актеров, что буквально поселял в них маленькую частичку той идеи, которую хотел воплотить. И действительно, будучи педантом в домашних делах, он был педантом и на площадке, поскольку все и всех доводил до совершества. Мелкие детали биографий своих актеров он продумывал со скрупулезностью, как будто только это и было важно.

    Кажется, основную мысль мне удалось изложить. Фильму «Психо» я ставлю

    10 из 10

    2 июня 2013 | 13:39

    - Все мы иногда бываем сумасшедшими. С вами такое когда нибудь было?
    - Да, один раз. Но иногда и одного раза бывает достаточно…


    «Психо» — один из моих самых любимых фильмов (если не самый). О его существовании я узнал из фильма «Молчание ветчины», который в свое время активно крутили по местному ТВ. Захотелось посмотреть оригинал, т. к. пародия на него получилась впечатляющей. Немного смутило, что фильм черно-белый, а я тогда не слишком то увлекался старым кино. Но когда начал смотреть, понял, что зря беспокоился. Фильм интересный, атмосферный, держал в напряжении до самого конца (смотрел я его в 3 часа ночи). В общем, Настоящее кино. Правда немного устарел — и вряд ли может, кого нибудь напугать в наше время, но в напряжении держит. «Знаменитая сцена в душе» — очень понравилась. Снято необычно и стремительно. Актеры подобраны идеально: Джанет Ли в роли Мэрион, Энтони Перкинс в роли Нормана и др.

    Все сыграли хорошо. Им можно верить. Часто бывает, что читаешь про какого нибудь актера или актрису, — какие они гениальные и как здорово играют, а когда начинаешь их смотреть — понимаешь насколько топорно и шаблонно они играют. Да, именно играют, а не живут на экране. Да и вообще многих актеров делают гениальными фильмы, в которых они снимаются, а не их собственный талант. Тем не менее, актеры «Психо» гениальными не стали (почти все ушли на телевидение), а вот сам фильм стал. Это безусловная Классика. Классика с большой буквы и я люблю ее. 

    Уже после смерти Хичкока было снято несколько продолжений его фильма. Это вполне годные фильмы категории B, если не воспринимать их всерьез. Но увы — уже не То. Также было снято две пародии на «Психо» — «Страх высоты» (1977) Мела Брукса и «Молчание ветчины» (1994) Эцио Греджо. Интересно, что в последнем снялся актер оригинального фильма — Мартин Болсам в той же роли — дотошного детектива с именем самого актера — Мартин.

    История повторилась и в 1998. Когда Гас Ван Сент снял собственную версию «in color». Это полная копипаста с Хичкока (таким он и задумывался), но вот что странно: фильм, так хорошо воспринимавшийся в 1960, кажется абсолютно невразумительным и надуманным в 1998. Да еще и эти фирменные «сюрреалистические вставки Ван Сента», абсолютно чуждые идеалисту Хичкоку… В общем — это уже не то. Смотрите оригинал и наслаждайтесь. Фильм действительно цепляет и за это ему заслуженные:

    10 из 10

    23 июля 2010 | 23:54

    Это был первый фильм Альфреда Хичкока, который я посмотрела, и он остается моим самым любимым его фильмом.

    Вообще Хичкок — это гениальный режиссер. Не даром ходят слухи о его напрягающей атмосфере фильмов, ведь он мастер саспенса. Я удивляюсь, как он может заставлять зрителя напрягаться, не прилагая особо никаких усилий.

    И здесь — тоже вроде бы ничего особого, действие начинается плавно, медленно, даже немного скучно, но как только Мэрион крадет деньги, появляется необъяснимое напряжение. Джанет Ли отлично сыграла свою героиню, передала все ее переживания.

    Но самый колоритный и интересный персонаж здесь — это, конечно же, Норман Бэйтс. Энтони Перкинс очень часто играл героев по типу «скромный мальчик». И Норман тоже поначалу предстает скромным владельцем мотеля со строгой мамой.

    И, разумеется, в каждом фильме есть актер, который либо недоигрывает, либо переигрывает, и здесь это абсолютно невозмутимый Джон Гэвин. Его Сэм вообще не запомнился, ну есть персонаж — и есть, да и он не особо важен в сюжете.

    Нельзя не отметить потрясающую музыку мистера Бернарда Херрмана, который создал поистине великолепный саундтрек.

    Вот, что можно точно назвать шедевром и, наверное, самым лучшим фильмом ужасов за всю историю кинематографа.

    P.S. Мне в первый раз тоже не страшно было. И во второй тоже. Но в третий раз я так и не досмотрела. Атмосфера действительно пугает.

    … why, she wouldn`t even harm a fly!

    10 из 10

    10 января 2014 | 15:35

    В этом фильме Хичкок заложил основы жанра, который называют сейчас по разному «триллер», «саспенс»… Отличное нагнетающее музыкальное сопровождение, работа оператора. А сценарные ходы потом будут обыграны бесчисленное количество раз.
    Это — классика, со всеми своими плюсами и минусами.

    8 из 10

    11 августа 2006 | 11:22

    И это так. Шедевр.

    Так получилось, что Психо — это первый фильм Хичкока, который я посмотрел. Я еще до этого знал, что фильм должен быть потрясающим, но сначала он мне показался немного скучноватым (только сначала), я не понимал куда ведут сценаристы и Маэстро Хичкок и что они хотят показать (но в этом и вся суть), но постепенно напряжение повышалось и в момент кульминации в фильме я просто впал в состояние «пограничного сознания», настолько сильно меня поразила концовка. Фильм просто свел с ума.

    Ошеломляющий, безумный, тревожный, мистический — эти эпитеты как ни как подходят к Психо, не побоюсь этого слова — лучшему психологическому триллеру за всю историю кинематографа.

    Психо — это величайший фильм Альфреда Хичкока, высшая ступень его творчества, режиссера, который является культовым гением кино 20 столетия. Его фильмы, пронизанные атмосферой саспенса, держат зрителя в напряжении и не отпускают до финальной сцены. Роберт Блох, написавший «Психо» в 1959 году, является автором романа-феномена, по которому был снял несомненно один из самых известных фильмов в мире. Неудивительно, что Психо занимает 1-е место в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI.

    Саундтрек сводит с ума не меньше, чем фильм. Музыка в фильме очень напряженная, сделанная таким образом, что никак лучше передает состояние тревожного ожидания, беспокойства, неопределенности, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Саундтрек своего рода тоже стал культовым. Бернард Херрманн сделал отличную вещь, слушая которую аж мурашки по телу бегают и тебе кажется, что ты сходишь с ума.

    Про Психо можно много еще говорить и много рассыпаться к нему в комплиментах, ведь это классика, а классика бессмертна, она «вне времени»!

    Гениальный фильм гениального человека!

    10 из 10

    4 февраля 2013 | 16:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 ПсихоPsycho1960
    2 Психо 2Psycho II1983
    3 Психо 3Psycho III1986
    4 Психо 4: НачалоPsycho IV: The Beginning1990
    5 ПсихоPsycho1998
    подробнее

    Новости


    В США в ограниченный прокат выходит один из фаворитов оскаровской гонки — лента Стива МакКуина «12 лет рабства». Параллельно с ней стартуют фильм о создании проекта WikiLeaks «Пятая власть» и хоррор «Телекинез», новая экранизация романа Стивена Кинга «Кэрри». (...)
     
    все новости

    Интервью


    «Психо» я посмотрел в 14 лет. Друг заставил меня посмотреть его поздно ночью. Я был смертельно напуган. И, когда меня утвердили на роль в «Хичкоке», я с ужасом подумал о том, что мне вновь придется пережить этот кошмар. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Чему научило Стивена Спилберга «Головокружение»? Какую отсылку к «Психо» Мартин Скорсезе запрятал в «Бешеного быка»? Как «Окно во двор» и «Тень сомнения» вдохновили Дэвида Линча на «Синий бархат» и «Твин Пикс»? По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    С 1 по 9 августа в Москве пройдет фестиваль «Хичкок: Девять неизвестных», где зрители смогут увидеть ранние работы великого режиссера. Вот несколько причин, по которым стоит туда сходить. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.317
    86.Унесенные ветромGone with the Wind8.316
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.314
    88.АмадейAmadeus8.307
    89.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.306
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.73%
    7.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One94.72%
    8.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.68%
    9.БёрдмэнBirdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)94.47%
    10.ДэдпулDeadpool94.39%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЯростьFury22
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep5
    СеренаSerena4
    Горько! 234
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.358
    Город героевBig Hero 68.408
    ЯростьFury7.768
    СеренаSerena6.498
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры