всё о любом фильме:

На север через северо-запад

North by Northwest
год
страна
слоган«It's love and murder at first sight!»
режиссерАльфред Хичкок
сценарийЭрнест Леман
продюсерХерберт Коулмэн, Альфред Хичкок
операторРоберт Бёркс
композиторБернард Херрманн
художникРоберт Ф. Бойл, Уильям А. Хорнинг, Мэрилл Пай, ...
монтажДжордж Томазини
жанр боевик, триллер, криминал, детектив, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  26.1 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время136 мин. / 02:16
Номинации:
Однажды успешного рекламного агента Роджера Торнхилла ошибочно принимают за агента разведки Кэплана, которого никто не знает в лицо, и хотят его убрать. Обескураженный Роджер пытается бежать. В вагоне-ресторане поезда милая женщина по имени Ив помогает ему скрыться от преследователей…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
62 + 0 = 62
9.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В роли Роджера Торнхилла снимался Кэри Грант. Первоначально на роль был избран Джеймс Стюарт, но Хичкок заменил его Грантом после плохой игры в «Головокружении».
    • Студия MGM хотела, чтобы главные роли сыграли Грегори Пек и Сид Черисс, но Хичкок настоял на кандидатурах Кэри Гранта и Евы Марии Сэйнт. Так же студия MGM предлагала Хичкоку на главную женскую роль Софи Лорен, в этом вопросе Грант поддерживал студию, так как в то время питал нежные чувства по отношению к Лорен. Примечательно то, что через семь лет Софи Лорен снялась в фильме «Арабеска», по сюжету и структуре сильно напоминающий «К северу через северо-запад», где её партнером стал Грегори Пек (роль первоначально предназначалась Гранту).
    • Камео Хичкока — мужчина в самом начале фильма, пытающийся вскочить в автобус.
    • По слухам роль Роджера Торнхилла предлагалась Уильяму Холдену.
    • Кэри Грант сначала отказался играть Торнхилла, потому что на момент съемок ему исполнилось пятьдесят пять, и он был гораздо старше своего персонажа.
    • Хичкоку не разрешили снимать финальную сцену на настоящем Монументе Рашмор, чтобы не подвергать опасности памятник американской культуры. На студии была воссоздана точная копия этого монумента.
    • По сюжету главные герои попадают в Южную Дакоту. Хичкок решил не тратиться на поездку туда, а чтобы воссоздать лесистую местность Южной Дакоты, на определенный участок студии было пересажено сто сосен.
    • Название картины, скорее всего, обращено к пьесе Шекспира «Гамлет». В одной из сцен Гамлет произносит фразу «Я безумен только с северо-северо-запада», чтобы убедить людей в своем здравомыслии (то же самое делает и герой фильма). Также в самом конце персонажи собираются лететь на запад на самолете «Северо-западных Авиалиний».
    • На роль Филипа Вандамма рассматривались Патрик МакГиллиган и Юл Бриннер.
    • Сцена на вокзале была снята в Центральном Терминале Нью-Йорка. Среди зрителей, наблюдавших за съемками, были будущие режиссеры Джордж А. Ромеро и Ларри Коэн.
    • Когда Роджер ждет в номере Ив свой костюм, он идет в душ и насвистывает какую-то мелодию. Это песня из «Поющих под дождем» (1952), выпущенных, как и «К северу через северо-запад», студией MGM.
    • Однажды Мартин Ландау, тогда ещё начинающий актер, заметил, что Хичкок то и дело дает указания Кэри Гранту, Джеймсу Мейсону и Еве Марии Сэйнт. Когда он спросил у Хичкока, почему он не помогает ему, режиссер ответил, что когда он ничего не говорит актерам, это значит, что они выполняют свою работу прекрасно, если от него следует какие-то комментарии, соответственно, актеры сыграли что-то не так.
    • В дополнениях к DVD Ева Мари Сэйнт вспоминала, что Хичкок, недовольный предоставленными для неё костюмами, лично пошел в Bergdorf Goodman и выбрал для актрисы одежду.
    • Многие из автомобилей в ранних сценах фильма (нью-йоркское такси, патрульная машина, автомобиль детективов) — это Форд Седан 1958 года.
    • В 2007 году Американский Институт Кино поставил фильм «К северу через северо-запад» на 55 место в списке самых величайших фильмов всех времен.
    • Эдвард Платт, сыгравший в фильме Виктора Ларраби, позже появился в телевизионной постановке «Напряги извилины» (1965), где у его персонажа был помощник по фамилии Ларраби.
    • По первоначальной задумке в фильме должен быть следующий эпизод — герой Кэри Гранта соскальзывает вниз по носу Линкольна и прячется у него в ноздре. Вдруг он чихает и тем самым выдает себя. Эта сцена не была снята, но она объясняет одно из рабочих названий фильма — «Человек в носу Линкольна».
    • Дом Вандамма на горе Рашмор, который показан в финале, — макет дома, построенного Фрэнком Ллойдом Райтом (Frank Lloyd Wright — американский архитектор и теоретик архитектуры, основоположник органической архитектуры, согласно принципам которой здание должно органически вписываться в среду.) Часть дома была воссоздана для сцены, где Торнхилл кругами ходит вокруг него.
    • Имя главного героя фильма — Роджер О. Торнхилл. Оно выбрано не случайно. Торнхилл-колледж — место, где располагалось агентурное гнездо в популярном тогда политическом триллере «Сновидения». Буква О. в имени, которая «ничего не значит», — отсылка к продюсеру Дэвиду О. Сэлзнику, у которого О. также ничего не значила.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Историю о коммерческом агенте, которого по ошибке приняли за тайного агента, Альфреду Хичкоку подал журналист Отис Л. Гернси. Гернси очень поразила реальная история, которая произошла в годы Второй мировой войны. Британцы для смеха выдумали мифического агента и с блеском водили за нос немцев, убивших немало сил на поиски «шпиона».
    • Сцены, когда Ева Кендел и Роджер Торнхилл встречаются в лесу после того, как она выстрелила в него в кафе около горы Рашмор, в фильме могло и не быть. На студии Метро-Голдвин-Майер от Хичкока требовали, чтобы он убрал эту длинную сцену в финале. Но Хичкок занял твердую позицию, так как считал эту сцену очень важной — это первое свидание Евы и Торнхилла с того момента, как он узнал, что она любовница Вандамма и сотрудница спецслужб. Помог отстоять эпизод тот факт, что агенты Хичкока, подписавшие контракт с МГМ, без его ведома включили пункт о полном праве режиссера на художественный контроль над фильмом. Хичкок вспоминал: «Это давало мне основания вежливо, но твердо заявить: Сожалею, но этот эпизод необходимо оставить».
    • Так как по распоряжению Генерального секретаря ООН Хаммаршельда съемки художественных фильмов в здании ООН были запрещены, Хичкоку пришлось пойти на ряд хитростей. Удалось снять один эпизод, когда Торнхилл входит в здание ООН — скрытой камерой, спрятанной в кузове грузовика. Затем Хичкок получил разрешение сделать несколько цветных снимков внутри здания и он сопровождал фотографа как обычный посетитель, незаметно нашептывая ему инструкции, с какого места снимать. Позже эти фотографии были использованы для постройки в студийном павильоне декораций. Место происшествия, когда убивают «настоящего» Таунсенда, было воспроизведено в точности. Действие происходило в гостиной для делегатов, но чтобы не нанести урон престижу ООН и оправдать появление мужчины с ножом, в фильме ее называют «залом для публики». (Разрешения на съемки внутри здания Генеральной Ассамблеи ООН впервые в 2004 году добился режиссер Сидни Поллак (Sydney Pollack) для своей картины «Переводчик» («The Interpreter»). Проводить съемки разрешил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан).
    • По признанию самого Хичкока, финальные кадры фильма — с поездом, уходящим в туннель — несут в себе традиционную фрейдистскую символику. Их пикантность в том, что в это время в одном из вагонов должна происходить романтическая сцена с участием главных героев… Позже режиссер заявил, что это была одна из самых дерзких сцен, которые он когда-либо снял.
    • еще 20 фактов
    Трейлер 03:21

    файл добавилAlekseiVorob.ev1980

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Роджер Торнхилл, служащий рекламной компании, ошибочно принимается шпионской организацией за некоего двойного агента Каплана. В то же время, будучи преследуемым полицией по подозрению в убийстве, которое он, конечно, не совершал, Торнхилл влюбляется в девушку по имени Ева, оказывающуюся вовсе не той, за кого она себя выдает. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 44 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Именно таким путём Великий мастер кинематографа Альфред Хичкок пришёл к выбору актёра на главную роль в этом увлекательнейшем фильме. Признанный мастер саспенса и нуара в данном произведении несколько отходит от привычных жанров, блистательно соединяя стиль комедии, мелодрамы, шпионского детектива и триллера. Проделав огромную работу по созданию фильма, Хичкок представил миру, по сути, едва ли первый блокбастер в истории кинематографа. И если мы внимательно проследим за историей в дальнейшем, то обнаружим множество отсылок к англо-американскому создателю, пародий или же просто подражаний, а то и вообще римэйков. Но мало кто будет спорить с тем, что «На север через северо-запад» является для многих картин первоисточником.

    Самой главной удачей и абсолютно правильным решением стал, конечно же, выбор несравненного Кэри Гранта на роль Роджера О. Торнхилла. Ведь предыдущее творение Хичкока «Головокружение» можно назвать одной из самых противоречивых картин в карьере режиссёра: провал в прокате, но признание в дальнейшем; раскритикованный многими Джэймс Стюарт, по мнению самого маэстро уже исчерпавший себя, тем не менее, по версии Журнала «Total film» сыграл 10-ую по значимости роль в истории кино (к сведению роль того же Гранта в «К северу…» оказалась всего лишь на 77-ом месте в списке лучших); мистера Хичкока потихоньку стали списывать со счетов и так далее. Так или иначе, главной звездой фильма стал именно Грант (на роль прочили и Уильяма Холдена и Грегори Пека), который сыграл, по мнению многих свою лучшую роль в карьере!

    Торнхилл в его исполнении неподражаем! Отпуская колкости, как в адрес окружающих, так и самого себя или сложившейся ситуации, он к тому же блестяще перевоплощается в настоящее героя экшена, не теряя при этом харизмы героя-любовника! А учитывая, что сам Ян Флеминг признавался, что образ агента 007 во многом списан с Кэри, то можно сказать, что Роджер Торнхилл по сути стал Джэймсом Бондом N0. К тому же данный фильм от дебюта Шона Коннери в роли суперагента в «Докторе Ноу» отделяют всего-то каких-то три года.

    Несмотря на обворожительную Еву Мари Сэйнт, в создании образа которой Хичкок внёс самый большой вклад, отлично сыгравшего Джэймса Менсона и монументальный по тем временным рамкам размах в картине, главной изюминкой всё равно является лихо закрученный сюжет и его оригинальная подача в картине. Фильм идёт больше двух часов и, поэтому очень сложной задачей было при такой продолжительности удержать внимание зрителя. Но Хичкоку это удалось, ведь именно в те моменты, когда одна сюжетная линии начинает потихоньку исчерпываться, за ней следует неожиданный поворот, резко пробуждающий заскучавшего зрителя к просмотру всего водоворота событий, происходящих на экране. Эпизоды с кукурузником в открытом поле, на горе Рашмор, в здании ООН, на аукционе, а также встреча в лесу главных героев стали классикой мирового кино. Хичкок сохраняет своё новаторство и здесь.

    Типично голливудский финал в картине не выглядит банальным. Его исход далеко не всегда выглядит столь очевидным — режиссёру удаётся несколько раз просто шокировать зрителя сюжетными поворотами. В конце фильма, сценарий, порой выглядевший по ходу картины несколько спонтанным и хаотичным, воспринимается как грамотно и детально прописанный, цельный и зрелый. Даже во всех первоначально кажущихся минусах этой ленты в дальнейшем обнаруживаешь очевидные плюсы. Одним словом, фильм производит отчётливо положительное впечатление.

    Картина Альфреда Хичкока «На север через северо-запад», дотированная 1959 годом, вписала имена всех её создателей и исполнителей в историю киноисскуства. Великолепный сценарий, блестящая режиссура и почти безупречная актёрская игра оставляют в сердце зрителя печать со знаком качества высшей пробы. Фильм, ставший классикой, смотрится настолько свежо, легко, увлекательно и интересно как будто его сняли буквально вчера. Эта работа в очередной раз развеяла все сомнения по поводу гениальности Хичкока, доказавшего свою уникальность на сей раз всем и вся! И кто теперь будет сомневаться насчёт того, что Торнхилла должен был играть не Джэймс Стюарт?!

     — Вы публицист. Вы элегантны, обольстительны. Вы ловко умеете убеждать и получаете то, что хотите. Вы всех влюбляете в себя!

     — Я начинаю думать, что мне недоплачивают…


    8 из 10

    18 декабря 2010 | 17:36

    Комедийный шпионский приключенский фильм с элементами мелодрамы.

    Я так и не смог избавиться от анахронистических ассоциаций и непредвзято его оценить, потому что фильм как будто специально был создан для того, чтобы затем превратиться в сумму клише и шаблонов, являясь одним из источников индиан, бондиан, борнов и т. п. Как и визуальные сцены, фразы персонажей также очень «цитабельна», поскольку те по большей частью изъясняются остроумными шутками или афоризмами, что может раздражать, если пытаться предъявлять к фильму требования правдоподобия, поэтому смотрите его как комедию.

    Обязателен к ознакомлению, поскольку если вы просмотрели порядочное количество шпионских триллеров/комедий этого тысячелетия, то должны знать источник; а если вы один/одна из тех счастливчиков, чье сознание не наполнено воспоминаниями о многочисленных последователях, этот фильм, возможно, доставит вам удовольствие, если вы хотите посмотреть то, что сейчас называется «развлекательный экшн», если, конечно, вы не боитесь картинки 60-х годов.

    Впрочем, если сильно захотеть, можно найти и социальные и психологические подтексты: например, можно сказать слова о конфликте между долгом перед своей страной и личными интересами; или анализировать характер главного героя, обычного рекламного агента, обнаруживающего в себе способности к авантюрным предприятиям и большую изобретательность, когда он оказывается помещен в необычные для себя условия; впрочем, это будет выглядеть издевательством над жанром.

    12 февраля 2016 | 19:10

    «-Прошу вас, не говорите мне, куда мы едим. Я обожаю сюрпризы.» (с)

    Подобно всякому триллеру Альфреда Хичкока, этот начинается весьма интригующей завязкой, что способствует повышенному зрительскому вниманию. Развитие сюжета стремительно нарастает, чуть провисая лишь ближе к финалу, когда весь «фокус» уже известен. Но этим страдает большинство фильмов мэтра, которые в отличии от современных картин остросюжетного жанра интересно время от времени пересматривать. Цепляет лента не только своим увлекательным сценарием, а также актёрской игрой, юмором и чисто кинематографическими трюками. Хотя последние за полвека уже устарели, и вряд ли произведут впечатление. Заметно при просмотре, что большинство сцен снималось в павильоне. Но это просмотру не чуть не мешает, а даже на оборот способствует некому ретро-флеру картины. Если вспомнить культовый фильм Тарантино — «Криминальное Чтиво», то отчётливо видно, что все «автомобильные» сцены сняты в духе Хичкока — комбинированным способом. Это безусловно можно расценивать как дань уважения одного гения кино к другому. Сегодняшнего зрителя фильм может заинтриговать сюжетом и привлечь именем главной звезды — Кэри Грант как нельзя удачно вписался в предлагаемый ему образ — рекламного менеджера, которого по невероятной случайности принимают за секретного правительственного агента, и на которого начинается «сезон охоты». Согласитесь, что прочитав столь краткий синопсис уже хочется посмотреть ленту, дабы узнать чем же кончится дело, и почему именно героя принимают за шпиона. Сюжетная интрига — «гвоздь программы» всех картин знаменитого кинорежиссёра!

    И так, фильм начинается с того, что во время обычного делового дня, неизвестные мужчины с оружием прямо посреди конторы похищают героя — специалиста по рекламе Роджера Торнхилла. Его привозят в роскошный загородный особняк, где предлагают играть в открытую. Но поскольку Роджер не тот за кого его изначально приняли эти джентльмены, выполнить их требования он не как не может. От него решают избавится, но он благодаря невероятному везению остаётся в живых и вырывается из лап похитителей. Далее события нарастают как снежный ком: полиция явно не верит показаниям героя, визит на место где его удерживали силой не каких результатов не дал, а потому желая во всём разобраться Роджер отправляется в гостиницу к некоему мистеру Каплану — за которого его принимают преследователи. Но по причини роковой цепи событий, его начинают считать убийцей посла ООН! Теперь что бы спасти себя и остаться в живых, герою приходится пуститься в бега. Именно тогда в его жизнь врывается симпатичная блондинка Ив, у которой, как покажет время полно своих секретов…

    Прекрасные актёры Кэри Грант и Эва Мария Сент замечательно смотрятся в паре. Мартин Ландау (Леонард), Джеймс Мейсон (Ван Дамм) и Лео Керрол («Профессор») здорово их дополняют. Остросюжетная история с погонями, маскировками и прочими атрибутами «шпионского» боевика, включающими разумеется перестрелки и драки — щедро разбавлена действительно уместными, а главное по настоящему смешными шутками. Изрядное количество которых исходит из уст главного героя. Не зря же принято считать эту картину Хичкока, предвосхитившей появление «бондианы». По стилистики и манере оператора — фильм действительно схож с ранними картинами об непобедимом агенте 007. Всё те же шикарные интерьеры гостиниц и дорогих поместий, злодеи строящие свои коварные козни, элегантно одетые агенты, погони с перестрелками и уже упомянутый юмор, а так же красотка- девушка героя, которая как и положено по законам жанра оказывается «роковой женщиной». Это всегда имело успех у публики, тем более 50 лет назад, когда в кинематографе ещё правили бал старые гангстерские фильмы да предсказуемые мелодрамы.

    Стоит упомянуть и классическую сцену с «кукурузником», которую после пародировали или подражая заимствовали у Хичкока. Сразу вспоминается придурковатый персонаж Винсента Галло из фильма Эмира Кустурицы «Аризонская Мечта», который в одном из эпизодов на конкурсе самодеятельности, на сцене изображает поведение героя Кэри Гранта. Этот классический фрагмент известен даже тем, кто не смотрел саму картину. Стоит признать, что снят он необычайно зрелищно для кино 50-ых: особо здорово смотрится взрыв бензовоза на пустынном шоссе. Возможно картину реставрировали, но звук у неё в этом фрагменте отменный! Операторская работа Роберта Бёркса преимущественно статична, но когда этого требует сюжет — изобилует различными изысками, благодаря монтажу, весьма экстравагантно соединяя разные эпизоды. Как например в самом финале ленты — только что герои находились на горе, а в следующем кадре уже едут в уютном купе поезда. Саундтрек Бернарда Хермана так же запоминается и достоин похвал. Даже странно, что претендовавшая на 3 премии Оскар картина в итоге нечего не получила, хотя справедливости ради — в тот год «жанровому» фильму Хичкока пришлось конкурировать с одним из величайших эпосов в истории мирового кино — экранизацией романа Лью Уоллеса «Бен Гур». Впрочем свой приз за лучшую режиссуру «На Север Через Северо-Запад» всё ж таки получил, на престижном кинофестивале в Сан-Себастьяне.

    Также нельзя не заметить, что сюжет о том, как разведка придумала легенду о некоем секретном агенте, и поддерживая иллюзию его существования даже перевозила его багаж из одного отеля в другой, заказывала ему костюмы и оплачивала инкогнито счета — произошла на самом деле в годы Второй Мировой Войны. Её рассказал режиссёру Отис Л. Гернси, и этот сюжет из шпионской жизни так понравился Альфреду Хичкоку, что он немедленно заказал Эрнесту Леману написать сценарий для своей будущей картины. Только действие перенесли в современность (т. е. — конец 50-ых), и заменили немцев похитителями секретных государственных разработок. Признаться, сперва я не мог поверить в то, что столь кинематографическая история могла действительно иметь место быть. Но как известно, нет более изощрённого драматурга чем сама жизнь!

    24 сентября 2015 | 08:40

    Это один из любимых фильмов Хичкока. В нём есть всё, что отличает режиссёра: масштабность, хороший детективный сюжет, отличная актёрская игра. Для своего времени этот фильм был новаторским. Да и сейчас его интересно смотреть.

    Обожаю смотреть на Кэри Гранта в этом фильме. Не люблю этого актёра, но в этом фильме он действительно выдал всё, на что был способен.

    Очень понравилась сцена на горе Рашмор, пусть и не настоящей. Хичкок любит вставлять подобные сцены в свои фильмы: то сцена внутри Статуи Свободы в «Диверсанте», здесь — гора Рашмор. Такие сцены придают пафоса картине.

    В общем, если вы хотите посмотреть хорошее кино 50-х-60-х, то этот фильм, безусловно, утолит вашу жажду. Здесь Хичкок на высоте.

    8 из 10

    19 июля 2011 | 19:25

    Этот фильм, на мой взгляд, входит в тройку лучших остросюжетных фильмов, снятых Альфредом Хичкоком.

    Рекламный агент Роджер Торнхилл ошибочно принятый за агента контрразведки Кэплана, попадает в захватывающий водоворот событий, с погонями, перестрелками и роковой женщиной. Лихо закрученный сюжет, будет держать вас в напряжении до последней минуты фильма, что, впрочем, можно отметить, как характерную черту большинства картин Хичкока.

    Обыватель, попадающий в нестандартную ситуацию, и вынужденный мобилизовывать все свои лучшие качества, становиться героем. Это беспроигрышный крючок, на который зритель эффективно подсаживается, соотнося себя с главным героем. А как бы я поступил в такой ситуации?

    Хичкоковские фильмы по-книжному нереалистичны, персонажи в них хотя и яркие, но плоские, словно идеальные вырезанные из картона фигурки. И смотрятся его фильмы так, словно читаешь детективный роман. Поэтому и возвращаться к ним не бывает особого желания, ведь ощущения от детектива совсем не те, если ты знаешь развязку.

    Однако, это основополагающее кино, задавшее основы современного голливудского экшна. Тем оно и прекрасно. Обязательно следует посмотреть, хотя бы даже для общего развития и эрудиции.

    8 из 10

    17 декабря 2010 | 11:03

    «На север через северо-запад» — фильм периода творческого апофеоза маэстро, пришедшегося на пятидесятые-шестидесятые годы, являющийся «перепрочтением» британского шедевра «39 ступеней», но кардинально отличный от прототипа.

    Сюжет фильма чрезвычайно сложен и подвижен, обрисовать его можно только вкратце. Американской контрразведкой был создан фиктивный, несуществующий «агент» Джордж Каплан (факт, действительно имевший место во вторую мировую). Вражеские шпионы ошибочно принимают за него безобидного рекламного «агента» Роджера О. Торнхилла. Попытки объясниться ни к чему не приводят и Торнхиллу приходится бежать. Под видом помощи к нему втирается в доверие сексапильная блондинка мисс Кенделл. Однако вскоре Торнхилл выясняет, что она всего лишь играет роль «подставного тела», приманки, призванной заманить его в смертельную ловушку. В самый неожиданный и отчаянный момент на помощь герою приходят американские спецслужбы и просят еще немного побыть Капланом, дабы спасти от верной смерти двойного агента под прикрытием, которым и является мисс Кенделл.

    «Север» является результирующей всех трудов маэстро на ниве приключенческого шпионского триллера, который в далеком 1934 году принес ему мировое признание. За несколько лет до первой официальной картины об агенте 007, Хичкок уже явил миру абсолютную формулу знаменитой франшизы, успешно преодолевшей 65-летний рубеж существования. В «Севере» присутствуют все основополагающие атрибуты шпионского боевика: динамичные погони, романтическая линия, уживающаяся с высочайшим градусом сексуальности, харизматичный злодей, очень тонкий и своеобразный юмор, потрясающие экшн-сцены, замешанные на саспенсе, сверхсекретные правительственные агенты с безграничной властью, беспрестанно сменяющийся антураж и т. д. Величие Хичкока в том, что все ингредиенты у него подобраны в абсолютно идеальной пропорции, которую не первое десятилетие отчаянно пытаются отыскать создатели «бондианы.» Только в одном отношении «Север» кардинально отличается от франшизы о Бонде, а именно — «персоной» протагониста.

    Дело не в том, что Торнхилл лишен брутальности и полон самоиронии (словно Хичкок за несколько десятилетий предвосхитил проблему характера Бонда, за разрешение которой принялись совсем недавно), а в самом его существовании. Анализируя образ главного героя нетрудно обнаружить его «полиморфную субъективность». В профессиональном отношении это рекламный агент, производящий симулякры потребительных стоимостей, наделяющий товар зачастую несуществующими, но привлекательными функциями. В социальном смысле, Торнхилл — типичнейший «яппи», житель мегаполиса, привыкший играть на людях как на фортепиано. В личном аспекте он скользит по жизни и взаимоотношениям, дважды разведен, имеет много друзей, еще больше знакомых, не сближаясь ни с кем в глубоком экзистенциальном смысле. Единственный человек, который имеет доступ к ядру его существования — мать, которая, к сожалению, не способна понять саму его персону. Внутренняя полость героя подчеркнута даже в этимологическом отношении его имени («-А что значит О? — Ничего.») В целом, перефразируя название другого известного фильма Хичкока, Роджер О (ноль?) Торнхилл — «универсальный» человек с наивысшей степенью приспособляемости.

    Тот факт, что его, казалось бы, случайно принимают за Джорджа Каплана не должен вводить в заблуждение. У Хичкока в принципе не существует случайности, а есть только строгая закономерность рока и судьбы, невидимыми и необъяснимыми путями ведущая героев к скрытой цели. Так, например, интерпретаторы данного фильма сходятся во мнении, что генеральной линией фильма является развитие любовной связи Торнхилла и мисс Кэнделл, посредством которой герой избавляется от тирании своей матери (или становится мужчиной преодолевая «эдипов комплекс» посредством героического освобождения подруги из логова ее любовника-злодея — архетипический сказочный мотив) и наполняет свою «полую субъективность». Правота идеи бесспорна, ибо в контексте творчества маэстро подавляющая фигура матери (вспомним миссис Бэйтс), а также любовь, прошедшая через ряд смертельных испытаний и, достигшая таким образом истинности, являются одними из ключевых мотивов. Но чем же является Каплан для самого Торнхилла? Это своеобразный двойник, выражающий саму отсутствующую экзистенцию героя. Человек-симулякр, чье существование не преодолевает барьера видимости, чистой функции — гражданина, имеющего паспорт, постояльца в отеле, абстрактного шпиона и т. д. Нетрудно заметить, что Торнхилл просто зачарован его призрачной фигурой, зеркально отражающей истину его собственного бытия. В конечном счете он, по собственной инициативе, влезает в шкуру Каплана и случается неожиданное — два 0 дают в сумме единицу. Торнхилл/Каплан становится настоящим субъектом, способным к любви, жертвенности и героическим поступкам.

    Конечно, тема текучей субъективности не является в фильме единственной. Хичкок затрагивает и суммирует также и другие идеологические элементы своей почти сорокалетней творческой деятельности — моральную проблему недоверия в современном обществе, тлетворное влияние масс-медиа, доминацию социальной роли над личностью, а общественного мнения над индивидуальным, двусмысленность сексуальных/любовных отношений и т. д. Следует обратить особое внимание, что каждая тема получает филигранную и полноценную разработку, в связи с чем хронометраж картины составляет без малого 135 минут.

    С художественной точки зрения фильм можно разбирать бесконечно. По манере съемки, смене планов, обилию субъективных ракурсов и т. д. это чистейший образец творчества маэстро. Известный философ современности Фредерик Джеймисон решил предложить свою интерпретацию картины и проанализировал взаимоотношения пространств фильма с точки зрения топологии. Результаты исследований заслуживаю того, чтобы быть упомянутыми. Выяснилось, что в основе ленты лежит матричная структура, базирующаяся на двоичном коде, который представляет из себя ни что иное как оппозицию таких атрибутов пространства как открытое/закрытое, приватное/публичное. На протяжении фильма эти пары вступают друг с другом в различные комбинации. Например, путь героя таков: поместье (приватное+закрытое) — здание ООН (публичное+закрытое) — вокзал (открытое+публичное) — купе (закрытое+приватное) и т. д.) Однако две центральные локации оказались не вписываемы в общий ряд. Первое, конечно же, знаменитое кукурузное поле (публичное+открытое, но, в то же время, являющееся частной собственностью), второе — место кульминации, дом злодея на горе Рашмор (и публичное, и приватное, и открытое (для обзора) и закрытое (для доступа). Не менее интересны исследования Джеймисона в визуальном аспекте. Оказывается, само движение план-эпизодов имеет ту же структуру, что обрисована в начальных титрах и представляет из себя бесконечное пересечение вертикальных (падение с горы, пикирование самолета, карабканье по стене особняка) и горизонтальных (движение поезда, автомобильная погоня и т. д.) линий. Заметим, что каждый кадр выверен с геометрической точностью, что, конечно, предрасполагает к подобным прочтениям.

    В техническом плане фильм попросту идеален. Композиция трижды переделываемого сценария Эрнеста Лемана, филигранные длинные планы Роберта Беркса, полноразмерная партитура Бернарда Херманна и гениальная работа художников, достигших абсолютной натуральности антуража (особо отметим Сола Басса — создателя титров) превращаются под мудрым руководством Хичкока в некий синтетический организм, функционирующий как одно целое. На самом деле, именно эта блестящая команда абсолютных профессионалов и создала когорту шедевров («Окно во двор», «Головокружение» и т. д.), повлиявших на историю кинематографа. Без сомнения, такие фильмы подытоживают целый этап развития киноискусства, подготавливая плацдарм для следующей эпохи, черпающей вдохновение из нетленной классики.

    1 мая 2016 | 11:22

    - Это глупо, Роджер.
    - Я знаю

    Этими словами заканчивается фильм, этими словами мне бы хотелось начать мой обзор. Не знаю, возможно, меня наградят эпитетом «мегаэксперт» и будут бросать гнилые помидоры, но это не рецензия восторженного фаната этого фильма. Ну не такого я ждал от мастера саспенса.

    Начало действительно напоминает, что фильм снимает Хичкок. Первые 20 минут градус атмосферы в фильме поднимался: респектабельного рекламщика Роджера Торнхилла похищают два подозрительных типа, завозят в особняк и во главе со своим боссом начинают допрашивать, как только понимают, что никто ничего им не скажет — вливают бутылку бурбона и сажают над обрывом за руль автомобиля. Но наш герой после бутылки оказывается еще тем лихачом. То-то еще будет — хочется предупредить злоумышленников.

    Дальше рекламный агент в попытках разобраться, с кем и почему его попутали, попутно стараясь очистить свое доброе имя, действует сугубо по-джеймсбондовски: влюбляет в себя девушек и оставляет плохих дядей с носом. В этом есть заслуга как несообразительных бандитов (ну как можно было атаковать в чистом поле ничего не подозревающего мужчину кукурузником), так и волшебника-сценариста (который спасает героя везде, где только можно). В таком духе мы добираемся до конца фильма и слов в начале рецензии.

    После фильма мне почему-то подумалось, что кино Хичкок снимал больше для массового зрителя, чем для гурманов. Потому как фильм напичкан довольно эффектными сценами, но которые не очень вписываются в общий сюжет и законы логики. Эпизод с самолетом, который знают почти все, яркое тому подтверждение. При этом, должен сказать, что сценарист у фильма довольно таки неплохой — диалоги получились связными и остроумными (советую прислушаться, если решите посмотреть), правда, опять же, не всегда к месту. Сцена, когда Роджер и Ив хотят поцеловаться, но вдруг начинают друг друга подкалывать — показательный пример.

    Хотелось бы также отметить шикарный монтаж, которому и сейчас позавидуют много клипмейкеров.

    Итак, мистер Хичкок, спасибо за 20 минут саспенса и за то, что показали, каким должен быть Джеймс Бонд.

    24 января 2010 | 04:37

    Британский режиссер Альфред Хичкок оставил после себя большую и значимую коллекцию фильмов, которые с годами приобретают некий шарм и также смотрятся интересно. Начиная смотреть любой фильм этого режиссера, нужно приготовиться к невероятной истории. В своих работах Хичкок снимал первых звезд мирового кинематографа, поэтому его кинокартины всегда смотрелись и смотрятся с удовольствием.

    В 1959 году Альфред Хичкок снимает цветной, остросюжетный, приключенческий триллер под названием «На север через северо-запад». Картина горячо принимается кинокритиками, имеет несколько номинаций на престижные награды кино. Обычные зрители также фильм приняли тепло и по достоинству его оценили.

    Мы видим невероятную историю, которая произошла с рекламным агентом Роджером Торнхиллом. Его приняли за агента разведки Кэплана (ошибочно), и теперь хотят убить. Герой попадает в череду невероятных событий, его ждет несусветная погоня, в которой ему придется спасать себе жизнь…

    Неподражаемый Кэри Грант исполнил главную мужскую роль. Он навсегда остался звездой Голливуда. В нем столько харизмы, обаяния, актерской тонкости — Грант чудесный актер с большой буквы. В этом фильме он выложился как всегда отлично. С его героем мы идем по запутанной, туманной истории, приближаясь к опасному и роковому финалу. Гармоничный и свежий дуэт Гранту составила Ева Мари Сэйнт, являясь будучи темной лошадкой в этой картине.

    Этот фильм, как одна большая, бешеная погоня, полная опасностей, лжи и «скелетов в шкафу». Фильм смотрится охотно, ведь режиссер знает на какие надо нажимать нотки, чтобы зритель вовлекся в игру, но самым главным обаянием картины является безусловно Кэри Грант. Спасибо.

    Приятного просмотра!

    2 сентября 2015 | 19:45

    Сразу признаюсь: я не принадлежу к числу поклонников творчества Хичкока, хотя честно должен признать — Альфред Хичкок Кинематографист с большой буквы и его вклад в развитие кинематографа (точнее — кинематографической формы) просто трудно переоценить. Великий новатор и экспериментатор кино, Хичкок — до сих пор неисчерпаемая кладезь для цитирования и подражания.

    «К северу через северо-запад», безусловно, один из лучших фильмов мэтра. Такого количества иронии, юмора и самопародии нет, кажется, больше ни в одном его фильме. И, конечно же, не обошлось без изысков формы — известная сцена охоты «кукурузника» на человека (с последующим врезанием самолета в бензовоз) — это просто вершина абсурда, ставшая киноклассикой — наглядный пример торжества формы над содержанием! Ну, кто, скажите, ещё мог додуматься до такого и воплотить это с таким талантом и убедительностью?

    Сюжет ленты банален и смешон, и совершенно типичен для Хичкока: человека принимают не за того, кто он на самом деле есть, и он вынужден доказывать, что не верблюд. К тому же, практически все не те, кем кажутся и вся Америка кишит шпионами…

    Спустя пятьдесят лет после премьеры, смотрится картина довольно интересно и не скучно. Некоторая примитивность сюжета и условность игры Гранта и Сейнт вполне компенсируются остроумными диалогами (порой, впрочем, не совсем уместными) и хорошей самоиронией. Наличие саспенса в этом фильме изначально не предполагалось, а потому его и нетути. Зато очень много качественного юмора и драйва.

    Короче говоря: времени потраченного на просмотр фильма совершенно не жалко. Очень достойное, по прежнему свежее, и чрезвычайно веселое и обаятельное кино.

    7 из 10

    10 февраля 2009 | 19:22

    Впервые фильмом заинтересовался при просмотре «Аризонской мечты» Эмира Кустурицы. Если помните, там один из героев изображал сражение Кэри Гранта с «кукурузником». Всё выглядело предельно серьёзно, да и Хичкок прочно засел в памяти как суровый мастер жанра «хоррор».

    Про Кэри Гранта не знал ничего, поэтому на фильм настроился соответствующим образом. Каково же было моё удивление, когда вместо сурового, старомодного триллера, я увидел абсолютно отвязную комедию, которая совершенно легко смотрится спустя почти полвека после выхода.

    Чего стоят одни только сцены езды без тормозов после литра бурбона — в главной роли выступает лицо Кэри Гранта, пытающегося сфокусировать внимание на дороге. А сцена в зале суда с участием мамы героя Гранта! Ближе к финалу комедийная вакханалия понемногу стихает и сцена с «кукурузником» выглядит более-менее серьёзной, однако до триллера фильм «скатиться» так и не успевает.

    27 января 2008 | 01:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>