всё о любом фильме:

Молодой Адам

Young Adam
год
страна
слоган-
режиссерДэвид Маккензи
сценарийДэвид Маккензи, Александр Трокки
продюсерДжереми Томас, Джиллиан Берри, Леонард Крукс, ...
операторДжиллз Натгенс
композиторДэвид Бирн
художникЛоуренс Дорман, Стюарт Роуз, Жаклин Дюрран, ...
монтажКолин Мони
жанр триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Великобритания  174.6 тыс.,    Польша  37.5 тыс.,    Испания  28.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг NC-17 лицам до 17 лет просмотр запрещен
время98 мин. / 01:38
В смертельном омуте лжи и первобытной страсти. 1950-е годы, Англия. Молодой бродяга Джо работает на барже, где живут Лэйс, его жена Элла и их сын. Когда-то Джо был писателем, но теперь он курсирует между Глазго и Эдинбургом, перевозя уголь. Однажды мужчины вылавливают из канала тело девушки. Никто не знает имени утопленницы, но Джо не спешит признаваться, что когда-то они были любовниками. Ее убили или она покончила с собой? Тайный роман Джо и Эллы усугубляет гнетущую обстановку на барже и кажется, что правда о прошлом Джо неминуемо всплывет на поверхность. Какова же его роль в судьбе несчастной? Ответ кроется на дне мрачной души Джо…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
62%
74 + 45 = 119
6.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В версии фильма, предназначенной для проката в США, сцены, в которых Эван Макгрегор снимался полностью обнаженным, должны были быть вырезаны, однако актер настоял на их сохранении.
    Трейлер 01:59

    файл добавил{{StrangeEye}}

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 143 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Молодой Адам» настолько откровенный, настолько нигилистичный и настолько самодостаточный в этом фильм, что, пожалуй, рекомендовать его к просмотру людям без устоявшихся моральных принципов или воспринимающих жизнь и искусство достаточно однобоко, с насевшим на всех органах чувств налётом общественных понятий и установок, очень боязно. Есть вероятность, что фильм им не понравится и, даже больше того, покажется отвратительным.

    Фильм очень сложен для восприятия из-за потрясающей правдивости, очень тяжел для понимания при поверхностном просмотре и очень целен, и внутренне динамичен, несмотря на завораживающую внешнюю почти статичность действия.

    Фильм переполнен до неприличия правдивыми сценами сексуального характера — беспорядочными и угнетающими — втиснутыми в такое же угнетающее и вялое течение времени и серой жизни. Но сцены эти — очень точный и мощный язык, позволяющий передать всю бездну человеческого падения, всю тщетность исканий и безрезультатность искусственно создаваемых ощущений. Снятый по роману скандального шотландского писателя-наркомана Александра Трокки, фильм, обнажает больную тему, бередящую умы и прошлого и нынешнего веков — тему героя нашего времени — волка-одиночки, который даже слабый шанс остаться или стать чем-то большим, чем рассеивающаяся по дорогам пыль, выбрасывает в реку (то самое зеркало, подарок Кэти, как символ), разрывая окончательно те нити человечности, что ещё связывают его душу с Богом.

    Чтобы понять или хотя бы приблизиться к пониманию поступков и движущих мотивов главного героя фильма Джо, стоит наверное ещё почитать произведения французского писателя Альбера Камю — «Посторонний» и «Калигула», да и многие другие его эссе и пьесы. В них можно найти похожее сознательное и бессознательное низвержение всех человеческих идеалов и исследование состояний абсолютного падения…

    Нигде ещё, мне кажется, Юэн МакГрегор не был так точен, бескомпромиссен и скуп во внешней выразительности, как в этом образе. Нигде не разговаривал так много глазами. Нигде его герой ещё не был настолько отвратительным, неприятным, не вызывающим сожаления или участия типом. Нигде ещё не был настолько завораживающим во всём вышеперечисленном. Это очень зрелая и мощная работа, на мой взгляд. Работа, которая подтверждает его широченный актерский диапазон. Способность играть от очаровательных, восторженных и полных любви персонажей до отталкивающих, обескураживающих, аморальных нигилистов, разрушающих жизни встречающихся на пути людей. Играть страстно, правдиво, мощно.

    «И вечно духу моему скитаться по Земле, в невозможности обрести смирение, чистоту чувств, веру, и самое главное надежду, разрушая, низвергая, отвергая…» — отчасти это и есть приговор самому себе парнем по имени Джо, героем фильма «Молодой Адам».

    12 октября 2009 | 14:56

    Очень странное кино. Вроде бы — все признаки арт-хауса. Вроде бы — глубокое и заунывное, где мало что происходит, но даже те пустяки, что нам показывают, в конечном итоге имеют значение, складываясь порой в гениальные мозаики. Но фильм кончается ничем, и сложно избежать вздоха разочарования. Развязка, этот камень преткновения, о который ломали головы многие талантливые (а порой почти гениальные) творцы, и тут сделала свое черное дело.

    Ах да, еще есть секс! Много, много некрасивого, нарочито натуралистичного секса — с небритыми подмышками, в неромантических позах, в отвратных местах вроде помойки или кучи грязного тряпья. Вот и получается, что герой весь фильм трахается со всеми подряд, становится убийцей троих человек (если считать загубленные души, а не разумных, мыслящих существ), и… просто уходит со сцены. Оставив разочарованного зрителя кусать локти о даром потраченном времени. Хотели снять порнушку с известными, уважаемыми актерами — так бы сразу и сказали. Глядишь, и остальные бы подтянулись. Сара Мишель Геллар и Джессика Альба, м-м-м!

    7 из 10

    24 декабря 2009 | 06:23

    Нет смысла много говорить об этом фильме. Его нужно видеть, прочувствовать. «Молодой Адам» — это один из тех фильмов, которые вызывают очень двоякие ощущения. С одной стороны — жаль терзаемого то ли угрызениями совести, то ли скукой главного героя. С другой — человек сам творит свою судьбу. Если бы не почти болезненное желание обладать всем, что движется, скорее всего, Джо не оказался бы в подобной ситуации. Сначала он уходит от бедной девушки, пусть и по обоюдному желанию (поводов желать этого он дал ей не мало), затем встречает вновь. И вместо обычной человеческой беседы двух бывших любовников, расставшихся по согласию, происходит очередной акт любви с последующей за ним ярко выраженной антипатией к девушке, оказавшейся на втором месяце беременности. Джо — обычный писатель, не имеющий постоянного места жительства, каких было не мало в те годы. Разумеется, смерть девушки — не его выбор и, даже, не его желание. Он был виновен только в полном отсутствии пусть и не любви, но хотя бы малейшего человеческого сочувствия. Сначала дать надежду — а потом повернуться спиной. Худшее из злодейств — даже не погубить живую душу, а душу умершую к жизни воскресить и потом снова, уже окончательно, уничтожить.

    Не буду говорить об обилии эротических сцен, их достаточно. Более того, Юэн МакГрегор, настоял на том, что бы сцены с его обнаженным телом не были вырезаны из фильма.

    А теперь о главном. Идея фильма заключается не в том, что многие преступления остаются безнаказанными, как было сказано кем-то ранее. А в том, что человек, не наказанный судом, сам себя накажет. Джо уже получил сполна, еще до произошедшего. Разве это чувство вечной неудовлетворенности и жажды — это хорошее чувство? Разве человек может быть счастливым, когда сам не знает, чего хочет? Всю жизнь метаться, не имея ни семьи, ни дома, ни, даже, друзей. Это ли не наказание, господа? Чувство вины будет преследовать его до конца жизни. И да, есть грех страшнее, чем убийство — это позволить другому человеку умереть из-за тебя.

    9 из 10

    30 октября 2013 | 14:28

    Знакомьтесь, это Джо. Нет, не Джо Блэк из одноименного фильма Мартина Бреста, а просто Джо, без роду и племени, влачащий жалкое существование перекати-поля, с заплечным мешком и случайными заработками. Джо обладает повышенной угрюмостью, странным взглядом серых, будто выцветших глаз, выдающих в нем нечто большее, чем простого маргинала, озабоченного первостепенными вопросами еды и крова, а еще страдает неистребимой потребностью лежать на полу, особенно если пол противоположный. На первый (да и на многие последующие взгляды) Джо может показаться банальным бабником, или же разочаровавшимся в жизни слабаком-романтиком, некогда ступавшим по писательской стезе, а ныне разгружающим суда, бороздящие вены эдинбургских каналов. Желание бросить камень в его огород лишь усиливается, стоит зрителю осознать, что Джо виновен в смерти одной из некогда принадлежавших ему женщин, голые безжизненные ноги и бесстыдно задранное неглиже которой демонстрируются в самом начале фильма. Но кем же на самом деле является Джо? Так ли он плох, мерзок и низок в своих желаниях и действиях, как кажется?

    С внимательностью пытливого натуралиста Джо изучает окружающих его людей, заостряя внимание на особях женского пола. Будучи люмпеном по стилю жизни и философом по внутреннему наполнению, Джо представляет собой типичного героя нашего времени, — у него нет ничего и никого, он ни к чему не привязан, никому не принадлежит. Как сор, гонимый попутным ветром, он предпочитает плыть по течению, которое, кстати, сопровождает весь ход фильма, и все наиболее значимые события в жизни главного героя так или иначе связаны с водой. Перемещаясь от женщины к женщине, посредством предельно натуралистичных сексуальных сцен, Джо выставляется ветреником, однако стоит внимательнее присмотреться к его спутницам — ведь они также используют Джо, чтобы спустя какое-то время с сожалением, но чаще без такового отказаться от него. Так было с Кэти (та самая погибшая), и с практичной Эллой, владеющей баржей под названием «Атлантическая Ева» (вот так совпадение, правда?), и с претенциозно-роковой Гвен, смотрящей на Джо как на ходячий сами знаете что, и с последней простушкой, мелькнувшей в кадре со словами: «Вам, полагаю, также, как и прежнему жильцу?» Ведь даже такой безыскусный вопрос (равно как и последовавший за ним ответ, заключенный в безыскусном действии) не позволяют судить о Джо как об однозначном негодяе, скорее демонстрируя апофеоз примитивных женских инстинктов и его нежелание сопротивляться оным.

    Чувства Джо неглубоки — не только по отношению к слабому полу, но и в целом по жизни. Это своего рода битничество, природу которого мастерски выявил и описал Керуак, лишь в большей степени облеченное хитросплетением вины и самоотношением к ней. Узнав, что в смерти Кэти обвинен другой, Джо присутствует на открытом судебном процессе (тусклые лица, гулкий зал, полные ужаса и непонимания глаза обвиняемого), но прилюдно, в громовой стилистике а-ля Маяковский признаваться в содеянном не спешит — не потому, что не может, а скорее потому что это не его стиль жизни и потенциально возможного умирания. В данной ситуации бездействие сравнимо по тяжести с самим преступлением, ибо оно помогает уложить на плаху правосудия голову невиновного, но Джо не бездействует в полном смысле понятия, следя за ходом суда, а затем совершая поступок, могущий изменить ход событий и ставящий под угрозу его собственную безопасность. Однако в силу таинственного стечения обстоятельств, когда буквально набоковский рок в своей насмешливо-фатаморганной манере правит бал, жернова судеб продолжают двигаться без сбоев и нарушения их хода.

    Подчас ошибка зрителя состоит в том, что он ждет от киноперсонажей слишком многого, наделяя их качествами поборников моральных ценностей, и забывая, что режиссеры, особенно европейские, особенно арт-хаусные, создают в своих детищах портреты далеко не идеальных людей, которым не понаслышке знакомы сомнения, слабости и страхи за собственную жизнь, какой бы мелочной она не казалась. И вот он, наш эдинбургский Печорин, Онегин, рожденный в шотландских землях, стоит на краю судьбоносной воды, вглядываясь в небольшое зеркальце, некогда подаренное ему утопленницей Кэти. Возможно Джо ищет ответ на свой вопрос, но не находит ничего, только собственное задумчивое отражение в гладкой поверхности. Но скорее всего он не размышляет, что для него правильно, а что нет, просто существуя, как существуют дома и мосты, каналы и баржи, до поры до времени нужные, а затем обреченные обратиться в никому не интересные ветошь и утиль. Как и все мы. Аминь.

    1 января 2015 | 23:10

    Два вопроса возникают после просмотра: 1). Откуда такое название? и 2). По какой причине не всем нравиться этот фильм? Пытаться найти однозначный ответ — то же самое, что наугад ткнуть пальцем в небо и угадать редкую звезду. Тем не менее, можно попробовать поразмышлять, потому что «Молодой Адам», снятый практически слово в слово по одноимённому роману Александра Трокки, предполагает добросовестное обдумывание и размышление. Это как сделать домашнее задание после прослушанной лекции.

    Итак, проводить параллели с фигурой первого мужчины на Земле согласно Ветхому Завету достаточно рискованно. Хотя создатели намекают на такую возможность, назвав баржу «Atlantic Eve». Но одна существенная параллель точно имеется. Конечно, никто Джо Тейлору яблоко с древа познания не предлагал и из райского сада с позором не изгонял. Зато такая черта характера, как ведомость и свойство «плыть по течению», «не брать на себя обязательства», «отрицать вину» роднит героя фильма и Адама из Библии. Джо в буквальном и переносном смысле «плывёт». И череда событий его жизни находится в прямой зависимости не от него самого, а от женщин, с которыми он «плывёт». Безвольный, сексуально активный и привлекательный Джо — жертва женщин, которые четко знают, что им нужно. Они хотят его и строят планы совместной с ним жизни, нисколько не интересуясь его мнением. Так и хочется сравнить героя с диваном. Джо — это диван, удобный, прочный и красивый. Нужно только правильно выбрать место, куда его поставить, и смело использовать по прямому назначению. Кэти облюбовала этот диван, ухаживала за ним, содержала в порядке, искренне надеясь на его долгосрочную службу. Элла также не отказалась от подарка, тем паче, он сам подвернулся под руку. При этом она справедливо решила, что от старой, бесполезной и скрипучей кушетки в образе неудовлетворяющего мужа следует избавиться без промедления. Самыми прозорливыми пользовательницами данного предмета мебели оказались Гвен и Конни. Прагматичные и тёртые жизнью женщины поняли, что в их витальном пространстве диван займет слишком много места, поэтому согласились на временное пользование, так сказать «посидели». Неуважительная, даже грубая параллель навеяна характером главного героя. Джо Тейлор совсем не плохой человек, даже можно сказать почти хороший. Он — герой нашего времени, потому что бежит от ответственности, сам не знает, кого и что он хочет, картина маслом, написанная размытыми красками и неопределенными цветами, проще говоря «ни рыба, ни мясо».

    Последние мысли предыдущего абзаца позволяют плавно перейти ко второму вопросу. Так отчего же «Молодой Адам» не каждому пришёлся или придётся по душе? Ответ прост: фильм совсем не для развлечения. Его однозначно полюбят поклонники Юэна МакГрегора, ведь здесь он во всей красе. Потому что, как бы ни были популярны и зрелищны «Звездные войны», это совсем не тот материал, где актёр виден в разрезе, где можно, почти не напрягаясь разглядеть его собственную сущность в процессе вживания в характер персонажа. И сколько бы ни убеждали нас именитые лицедеи обоих полов в том, что «в жизни они совсем не такие, как их экранные герои», внемлющее ухо и внимательное око сумеет распознать истинную персоналию под слоем принимаемого образа.

    Если бы эпиграф рецензии можно было обозначить музыкой, то самой подходящей является композиция «Canal Life». Стоит услышать её первые фразы и представляется лодка, плавно покачивающаяся на волнах, мерно плывущая по течению.

    Если Вы те, для кого кино — не просто энциклопедия с картинками, а словарь с множеством интересных и полезных сносок, то «Молодой Адам» Вас зацепит. Здесь главное попасть в ритм фильма, смотреть, не отрываясь и не отвлекаясь. А ритм превосходно задан игрой блестящего актерского состава. В первую очередь, это, конечно, Юэн МакГрегор, любимая критиками и Академией Тильда Суинтон и далеко не пресная англичанка Эмили Мортимер. Эта, почти святая с точки зрения мастерства перевоплощения троица плюс тягучие мелодии Дэвида Бирна формируют атмосферу романтической меланхолии, унылой тайны и интригующей недосказанности в ситуации, когда слова не нужны.

    9 из 10

    5 ноября 2012 | 20:27

    Завораживающий, загадочный фильм. Он создает необычную обстановку, заставляет погрузиться в него. Фильм наполнен эротикой, однако очень тонкой и притягательной, что делает ему большой плюс. Также он обладает особенной стилистикой и атмосферой.

    После такого ты понимаешь, что британкое кино и литература — это нечто особенное. Кстати, книга тоже очень неплоха, и режиссер не отходил от текста и очень хорошо передал идею.

    30 января 2006 | 20:30

    А что же собственно хотел нам сказать режиссер в своем художественном полотне? Что мир несправедлив и жесток? Что зло нередко остается безнаказанным? Что распутство, пьянство и прочие пороки захлестывают мир, разрушая семьи и нанося душевные травмы? А может МакКензи просто скрытый эротоман по типу Тинто Брасса, только пытающийся все завуалировать под социально-психологическую драму?

    Никак до конца не могу понять: чего же он нам пытается донести, показывая натуралистичные, порою просто скотские, сцены совокуплений. Конечно, можно похвалить Суинтон и Мортимер за такую смелость, не каждая известная актриса способна на такие «подвиги». Впрочем, Сиунтон и показывать то особо и нечего.

    НО для чего спрашивается все это??? Могу сказать просто и без обиняков: режиссер, на мой взгляд, взяв довольно простую историю падения человека, вместо того чтобы глубже раскрыть характеры и истинную сущность порока, щедро приправляет обнаженкой и сексом и все это в довольно мрачном антураже урбанистических пейзажей под тоскливое музыкальное полотно.

    Если же говорить об игре актеров, то тут вопросов нет: все сыграли безупречно, отбросив к чертям ложный стыд. Если у вас очень веселое настроение и вы не знаете как его сбить — милости просим к просмотру! Хоть на член МакГрегора полюбуютесь. А так, абсолютно прав Мурзило — тоскливая эротическая драма с потугами на философские выверты. И тоже не больше

    4 из 10

    и то только из-за участия Эмили Мортимер.

    21 мая 2009 | 11:18

    Заинтересовалась этим фильмом из-за Тильды Суинтон. И её персонаж-чувственная сильная женщина, достаточно самостоятельная в душе, обладающая деловой хваткой, но долгое время довольствовавшая ролью несчастливой жены. Этот внезапный роман, вдруг возникшая страсть сначала её пугала. Но потом она, как и любой не слабый человек, признала её, и сделала выбор в пользу новых отношений. Но ждала то она не то что получила в итоге..

    А такого мужчину как герой МакГрегор не пожелаешь ни одной женщине. Он- псевдо мужчина, точно также как и это история-псевдо детектив. Занимаясь сексом с каждой этот не получившийся писатель ни в одной не нуждается. Точнее нуждается на пять минут секса в грязи и для самоутверждения и не более. Так и эта история, в которой и преступления то не было, вдруг обернулась расследованием, судом и приговором. Недо мужчина стал причиной того что закрутился недо детектив.

    А на самом деле в этом фильме ничего особо заслуживающего внимания нет. Очередная история труса. Некоторую загадочность ей придают мрачные пейзажи Шотландии река, кажется живущая своей жизнью и атмосферная музыка.

    6 октября 2011 | 18:42

    В начале 50 х, вслед за потерянным военным поколением возникло поколение разбитое. Поколение нонконформистов, эстетствующих тунеядцев, позже составивших основу для течения хиппи. Долгое время слово «битник» имело пренебрежительную, даже уничижительную окраску, но к середине 50 субкультура пережила настоящий расцвет: все захотели стать битниками — это слово, ритм жизни, мировоззрение и стиль одежды стали популярны во многом благодаря произведениям таких писателей как Джек Керуак, Уильям С. Берроуз. Чем «битники» были разбиты, и что помешало им наслаждаться сверкающей и пленительной «американской мечтой»? Да нужно ли искать объяснение: каждое поколение хочет обособиться от остальных, провозгласить себя наиболее несчастными или наиболее знающими, крикнуть в века ушедшим предкам о своей значительности. Ведь так не придется оставаться наедине с жизнью, с пониманием того, что, несмотря на стремительно меняющиеся господствующие ценности, сами люди меняются мало, что никто не уникален по праву рождения.

    «Молодой Адам» — экранизация одного из представителей битничества. Фильм в полной мере унаследовал ту удручающую экзистенциальность первоисточника, которой известны бит-литераторы. Главная роль в нем, принадлежит самой жизни, нет даже не жизни — бытию. Я не припомню фильма, где это самое бытие представлялось более натурально и естественно. До дрожи естественно. Каких трудов, наверное, стоило захватить и искусственно вырастить на экране среди декораций и актеров настоящую жизнь! Мы видим не глиняный слепок с нее или карандашный рисунок, а трепещущий алый бутон.

    Ландшафт, место действия определяют поступки героев, их миропонимание и философию, становятся отправной точкой для развития сюжета — водные каналы между Глазго и Эдинбургом, мрачные пейзажи, низкие каменные тоннели мостов, баржа. Главные герои в тесноте утлых комнатушек — не эта ли интимность столкнула их, предначертала страстный, разрушительный роман? В этом фильме поражает внимание к деталям, отсутствие лишних, побочных элементов. Картина максимально целостна, едина во всех своих проявлениях: любое сказанное, будто случайно слово найдет свое место в истории, станет ее неотъемлемой частью.

    В центре повествования Джо — молодой человек, некогда мечтавший стать писателем, а теперь работающий на барже бок о бок с простыми людьми. Но что заставило его, по всей видимости, имеющего образование и амбиции пойти на такой шаг? В течение фильма фигура Джо становится все более загадочной, полуторачасовое погружение в темные глубины его души не даст ответов. Во время просмотра, я ждала от Джо решительных, благородных действий, мне хотелось его оправдать хоть чем-то. Позже, ничего не дождавшись, у меня появилось малодушное желание вменить безвольность героя создателям фильма как ошибку. Но нам отведена роль лишь наблюдателей, случайных свидетелей, которым не удастся постичь окончательно смысл увиденного, и я отказываюсь от своих намерений судить Джо. Страстный, молчаливый, глубокомысленный, поверхностный, ищущий, может даже не лишенный дарования, склонный к саморазрушению, эгоистичный, слабый — он просто человек, вовсе не герой в привычном понимании слова.

    Неспешная, тягучая история, внешне почти неменяющаяся, она как толща воды скрывает бурную жизнь, и нужно быть внимательным и восприимчивым, чтобы увидеть скрытое. Ошибочно приписывать главенство в этом фильме эротизму или интриге: они, безусловно, имеют место быть, но не являются краеугольным камнем. Вообще очень трудно выделить здесь один единственный смысл, и некоторым может показаться, что его вовсе и нет, или он непозволителен своей аморальностью: в сугубо мещанском представлении, если распутство, безнравственность не наказаны карающей рукой народного или божьего правосудия — история не заслуживает одобрения, опасно трудна для понимания. Но ведь в самой жизни нет кипельно белых праведников и угольно черных злодеев! Она взбалмошно намешала характеры и события, предоставив нам самим решать, как быть.

    10 апреля 2014 | 14:06

    «Молодой Адам» — экранизация романа 50-ти летней давности шотландского писателя Александра Трокки, интеллектуала, маргинала, наркомана, бунтаря, битника, своей жизнью и творчеством оказавшего заметное влияние на литературные эксперименты многих известных писателей своего времени, как на родине, так и за рубежом, главным образом в США.

    Экранизация неплохая, но, тем не менее, утвердившая меня во мнении, что к первоисточнику лучше обращаться после просмотра фильма, а не перед. В противном случае перцепция фильма неизбежно искажается, страдает определенного рода кривизной, когда трудно в должной мере сохранить чистоту восприятия картины самой по себе, вне связи с прочитанным ранее текстом. Мысленно восполняя видимые и кажущееся пробелы, упущения, недосказанности, сравнивая и сопоставляя экранные образы, характеры, метафизическую атмосферу, непроизвольно пытаешься привести кинопостановку в соответствие с литературным оригиналом.

    Напротив, когда книгу читаешь после, то получаешь возможность открывать специфически литературные художественные измерения, объективно невоспроизводимые средствами кинематографа, и которые остаются за рамками актуального сознания зрителя. Одновременно визуализируя семантическую ткань произведения, дополняя текст знакомыми уже образами, можно создавать более объемную картину эстетического и интеллектуального восприятия.

    Сюжет фильма, на первый взгляд, ничем особо не примечателен: 50-е годы, Шотландия. Молодой бродяга Джо (Эван МакГрегор) работает на барже, где живут Лесли, его жена Элла (Тильда Суинтон) и их малолетний сын. Когда-то Джо мечтал стать писателем, но теперь он курсирует между Глазго и Эдинбургом, перевозя уголь. Лесли и Джо вылавливают из канала тело молодой девушки (Эмили Мортимер). Джо не спешит признаваться, что когда-то они были любовниками с безымянной утопленницей. Ее убили или она покончила с собой? Тайный роман Джо и Эллы усугубляет гнетущую обстановку на барже и кажется, что правда о прошлом Джо неминуемо всплывет на поверхность, подобно трупу девушки…

    В общем и целом поначалу мы наблюдаем вполне детективный сюжет, но на самом деле детективная интрига в фильме (а в романе особенно) служит преимущественно лишь для завязки истории. Основная же интенция, на мой взгляд — показать первооснову бытия, очищенного от шелухи моральных стандартов и обусловленностей, искусственных по самой своей сути, если брать за центральную движущую силу жизни basic instinct, то бишь сексуальное влечение, свободной и своевольной реализации которого они всегда препятствуют.

    Исходя из этой предпосылки, характер и образ главного героя (Джо) раскрывается через доминирующее в его натуре сексуальное начало. Сексуальность всегда двойственна, она плотская и метафизическая, пошлая и утонченная, животворящая и пагубная. Секс проходит красной нитью в переплетении причин и следствий разворачивающихся событий, мотивов и поступков всех персонажей, за исключением Лесли, который, будучи импотентом, выступает статическим, безжизненным антагонизмом неконтролируемой и разрушительной эротической стихии, движущей героями.

    Эта же первозданная сила является причиной семейного краха Лесли и Эллы, смерти Кэти (той самой утопленницы) и смертельного приговора ни в чем не повинного обывателя, отца двух детей, беззащитного перед безликой и неумолимой машиной «правосудия», поскольку, в известной мере, он сам, как и все другие, незаметная деталь его механизма.

    Здесь, по всей видимости, содержится реминисценция на «Постороннего» Альбера Камю, с тем отличием, что в финале «Молодого Адама» отсутствует презрительный пафос бесстрашия обреченного героя перед лицом голого бытия лишенного надежд и иллюзий. С тем отличием, что Джо, в отличии от Мерсо, удается избежать смертельных жернов этого самого «правосудия» — вместо него оно привычно перемалывает случайную, подходящую жертву.

    Но все же, на мой взгляд, создателям фильма, не удалось в полной мере (насколько это вообще возможно) реализовать на экране замысел романа (а такая цель, несомненно, ставилась). Не прочитав книги, нельзя отследить и прочувствовать все тонкости, психологические оттенки действий, как отдельных персонажей, так и общей тональности повествования, которые читателю доступны посредством осмысления авторского текста. Что, впрочем, закономерно, поскольку, как известно, деконструкция лексического материала в процессе трансформации текста в «движущееся изображение» неизбежна. Поэтому задача экранизации состоит скорее в том, чтобы попытаться воплотить «в картинке» метатекст произведения, максимально эффективно используя для этого специфические средства экранного искусства. И это уже вопрос таланта и мастерства режиссера и его команды. В данном случае нельзя сказать, что результат получился превосходный, но можно сказать, что получился он вполне приемлемый, не вызывающий неприятия, и в некоторой степени интересный.

    Интересный, в первую очередь, благодаря замечательной операторской работе: насыщенная, густая палитра красок, выверенные движения камеры, удачное чередование крупных планов с впечатляющей натурной съемкой создают, в сочетании с «атмосферной» музыкой Дэвида Бирна, своеобразное звуко-визуальное единство композиции, рождающее, в силу предельной концентрации пространства в кадре, парадоксальное ощущение «нехватки» этого пространства (физически заключенного в рамку кадра здесь-и-сейчас) при фактической его безграничности (за пределами экрана). Ощущение близкое, может быть, к легкому приступу клаустрофобии на открытой территории, наполненной избыточными предметами и объектами.

    5 декабря 2009 | 12:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    На экраны кинотеатров возвращаются оригинальные «Охотники за привидениями», к юбилею получившие повторный релиз, тогда как в первый раз американская публика смотрит шпионский триллер «Человек ноября» с Пирсом Броснаном и любимца критиков «От звонка до звонка» с Джеком О’Коннеллом(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Два дня практически не вылезал из кинозалов, теперь спешу поделиться информацией о просмотренных 13-ти лентах. Для удобства понимания описания снабжены рейтингом... (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.ГонкаRush8.354
    71.Гран ТориноGran Torino8.351
    72.Человек дождяRain Man8.349
    73.Летят журавли8.348
    74.Москва слезам не верит8.347
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act94.00%
    17.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.91%
    18.ДэдпулDeadpool93.89%
    19.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.86%
    20.ОзабоченнаяAccidental Love93.75%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Охотник на лисFoxcatcher26
    Париж: Город мёртвыхAs Above, So Below36
    Как избежать наказания за убийствоHow to Get Away with Murder7
    Руби СпарксRuby Sparks70
    Ограбление по-американскиAmerican Heist22
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.762
    Ёлки лохматые
    КиберBlackhat5.264
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.717
    ИгрокThe Gambler6.151
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры