всё о любом фильме:

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo's Nest
год
страна
слоган«If he's crazy, what does that make you?»
режиссерМилош Форман
сценарийЛоренс Хаубен, Бо Голдмэн, Кен Кизи, ...
продюсерМайкл Дуглас, Сол Заенц, Мартин Финк
операторХаскелл Уэкслер
композиторДжек Ницше
художникПол Силберт, Эдвин О’Донован, Эджи Джерард Роджерс
монтажШелдон Кан, Линзи Клингмэн
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  53.7 млн,    Великобритания  9.65 млн,    Германия  6.43 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (4):
Сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, Рэндл Патрик МакМерфи попадает в психиатрическую клинику, где почти безраздельным хозяином является жестокосердная сестра Милдред Рэтчед. МакМерфи поражается тому, что прочие пациенты смирились с существующим положением вещей, а некоторые — даже сознательно пришли в лечебницу, прячась от пугающего внешнего мира. И решается на бунт. В одиночку.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (548 274)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
53 + 2 = 55
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (One Flew Over the Cuckoo`s Nest, 1962).
    • Фильм Милоша Формана стал вторым в истории, отхватившем все самые значимые награды на церемонии Оскара: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
    • Перед тем как начать съемочный процесс Милош Форман собрал всю съемочную команду и продемонстрировал им фильм «Безумцы Титиката» (1967).
    • Кен Кизи написал свою книгу под впечатлением от работы в Калифорнийском госпитале для ветеранов.
    • Правами на экранизацию долгое время владел Кирк Дуглас, но в итоге запуском проекта занялся его сын, не менее знаменитый Майкл Дуглас. Тем не менее, Кирк сохранил за собой право на получение процента от прибыли.
    • Среди соискателей роли Рэндл Патрика МакМерфи числились такие знаменитые актеры как Джеймс Каан, Марлон Брандо, Джин Хэкмен и Берт Рейнольдс. В конечном итоге роль предложили Джеку Николсону.
    • Кирк Дуглас хотел получить одну из ролей, однако к тому моменту, когда был запущен проект, он слишком сильно постарел.
    • Самым сложным моментом создания фильма явилось то, что ни одна серьезная киностудия не хотела браться за столь сомнительный проект. Кирк Дуглас встретил Милоша Формана в Праге, где рассказал ему о своих планах и сразу же предложил ему стать режиссером.
    • Кен Кизи, автор одноименной книги, написал сценарий к фильму, однако тот пришелся не по вкусу Форману, так как повествование велось от имени Бромдена. После этого обиженный Кен заявил, что никогда не станет смотреть экранизацию собственной новеллы «в столь извращенном виде». Более того, он даже подавал в суд на продюсеров картины, однако его иск был отклонен.
    • Много лет спустя Кен Кизи лежал в собственной кровати, переключая ТВ-каналы в поисках интересного зрелища. Неожиданно он натолкнулся на довольно любопытный фильм. Лишь по прошествии нескольких минут он понял, что же это за картина, и тут же переключил на другой канал.
    • Большинство статистов на самом деле являлись душевнобольными. Каждому члену съемочной команды выделили по 2-3 пациента для того, чтобы они успели найти с больными людьми что-то похожее на взаимопонимание.
    • Луиза Флетчер получила роль лишь за неделю до начала съемок. Этому событию предшествовало около шести месяцев непрерывных кинопроб. Милош Форман никак не мог решиться взять в проект эту актрису, однако после просмотра других кандидаток снова и снова приглашал Луизу на пробы, пока наконец не принял окончательное решение.
    • Кроме Луизы Флетчер на роль сиделки Милдред Ретчед претендовали Энн Бэнкрофт и Эллен Бёрстин.
    • За исключением сцены рыбной ловли (ее отсняли в последнюю очередь), вся картина снималась последовательно. Сцену рыбалки снимали в самой маленькой гавани в мире, располагающейся в Орегоне.
    • Существует поверье, что во время сцены, в ходе которой герой Джека Николсона проходит испытание электрошоком, Джеку действительно пришлось познать силу данного рода терапии ввиду ошибки обслуживающего персонала.
    • В данном фильме на большом экране дебютировали Брэд Дуриф (известный прежде всего голосом куклы-убийцы Чаки в фильме 1988 года «Детские игры») и Кристофер Ллойд (доктор Браун из фильма 1985 года «Назад в будущее»).
    • На протяжении всего процесса съемок актер Уильям Редфилд был тяжело болен. Спустя несколько месяцев после завершения работы над проектом Уильям скончался.
    • Форман не хотел снимать сцену рыбалки вообще, поскольку полагал, что она разрушит ощущение замкнутости пациентов в пространстве лечебницы.
    • Уилл Сэмпсон спорил с Форманом по поводу концепции роли Вождя Бромдена и сыграл-таки её по-своему.
    • В английском языке существует устойчивое выражение «гнездо кукушки», переводящиеся как больница для психически больных.
    • Александр Морфов поставил спектакль «Затмение» по роману «Над кукушкиным гнездом» в театре «Ленком».
    • еще 18 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Быстро ставшая легендарной картина чешского иммигранта Милоша Формана, всего вторая по счёту в его американской карьере, не только завоевала пять основных «Оскаров» (за фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, главные мужскую и женскую роли), что произошло лишь во второй раз в истории Киноакадемии, спустя 40 лет после триумфа романтической комедии «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Лента Формана, которую, наверно, можно отнести к жанру трагикомедии, также пользовалась громадным успехом в кинопрокате США (её посмотрели почти 55 млн. человек!) и по-прежнему популярна у обычных зрителей практически во всех странах мира, что подтверждает наличие редких случаев универсальности воздействия ряда кинопроизведений, воспринимаемых на «ура» и критиками, и профессионалами, и массовой аудиторией. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3819 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Примерно так же обстоят дела с романом «Над кукушкиным гнездом» и его экранизацией: книга — налево, фильм — направо; из общего у них, пожалуй, только название да имена действующих лиц.

    Меня всегда поражала способность некоторых видеть то, чего нет. Удивительным образом в фильме Милоша Формана обнаружились бездна смысла и тонкость повествования; с завидным упорством «Пролетая над гнездом кукушки» называется одним из лучших фильмов в истории: еще бы, пронзительная история о свободе, борьбе и тоталитарном обществе. Вся фишка в том, что это действительно так, но только в романе Кена Кизи; в фильме же ничего подобного нет и в помине. И либо экранизация настолько прочно ассоциируется с первоисточником, что они воспринимаются как единое целое и все достоинства книги автоматически переносятся на фильм, либо просто как-то неприлично сказать, что работа у Формана вышла на троечку и все разговоры о ее величии сильно преувеличены.

    Сам Кизи после выхода фильма подал в суд на продюсеров за искажение его книги. Здесь нельзя не согласиться с автором романа: Форман выворотил книгу наизнанку, взяв оттуда несколько сцен и героев; остальное — плод его не слишком умелой интерпретации. «Над кукушкиным гнездом» — рассказ о маленьких и в то же время таких больших трагедиях людей, которых общество отказалось принимать, навесив на них ярлык «сумасшедших», вынудив их тем самым отправиться на добровольное лечение в клинику. Тех, у кого было свое мнение, свои взгляды и мечты безжалостно истреблял (не в прямом, конечно, смысле слова) «комбинат». Одним из таких людей стал вождь Бромден — человек, которого в силу его индейских кровей считали никчемным, бесполезным и неинтересным; для всех он был немым — его не слушали, когда он говорил, и он вообще замолчал. От того и более тяжелое впечатление оставляет роман: из большого человека сделали букашку, и при всем своем желании помочь таким же, как и он сам, вождь бессильно принимает происходящее. А теперь вопрос: куда же это вождь Бромден запропастился у Формана? Куда он его так спрятал? А, да вот же он, весь фильм маячит где-то позади МакМерфи, а потом ни с того ни с сего, как черт из табакерки попадает на первый план. Кстати, столь же скупо своим режиссерским вниманием Форман одарил и других больных: зачем они вообще нужны, когда есть МакМерфи в исполнении неподражаемого Джека Николсона? В силу того, что об истории вождя Форман не сказал ни слова, теряет всякий смысл фраза Бромдена: «Теперь я снова большой», а вместе с ней пропадает и удивительная история того, как один человек может помочь другому вновь обрести себя, только лишь дав ему немного уверенности в себе и своих силах.

    Однако даже образ МакМерфи, на которого и делалась вся ставка, не идеален. МакМерфи Кизи — это один из последних сопротивляющихся комбинату; у него, конечно, своеобразные представления о морали и приличиях, однако малый он добрый и справедливый. МакМерфи Формана сохранил хамоватые повадки и ушлую натуру своего книжного предшественника. Здесь необходимо снять шляпу перед талантищем Николсона — его игра бесподобна: мышцы его лица словно жили своей собственной жизнью, с филигранной точностью отображав любою эмоцию, а по выражению глаз и без слов можно было понять, о чем думал Р. П. В Николсоне есть какая-то чертовщинка (в списке актеров, которым можно доверить сыграть дьявола, Николсон на неоспоримом первом месте, не в обиду Аль Пачино будет сказано), и в роли этакого искусителя, кем он и являлся для остальных больных, он смотрелся великолепно. Но если у кино-МакМерфи столько достоинств, то почему же он не идеален?

    Потому что МакМерфи, как герой и освободитель, неотделим от «комбината» — угнетателя и поработителя. Но его-то как раз и след простыл. Вместо издевающихся над всеми санитаров — добродушно настроенные, в меру внимательные ребята, вместо зверствующей старшей сестры — усталая одинокая женщина, которую, право слово, пожалеть хочется. Вот это, наверное, самое непонятное в картине Формана: зачем необходимо было искажать идею «комбината»? Да на ней построен весь роман, борьба с этим чудовищем — основная идея Кизи. А без него МакМерфи выглядит самодуром, решившим нахаляву поразвлечься за государственный счет, благо компания подвернулась лучше не придумаешь — самые натуральные психи, с которыми можно весело проводить время, обыгрывая их в карты и доводя вместе с ними весь медперсонал. Форман вырвал из контекста отдельные эпизоды и связал их вместе: те, кто читал книгу, и так поймут в чем дело, а остальным можно просто сказать, что фильм о свободе, правде, справедливости — пусть сами их ищут в фильме, авось чего-нибудь найдут. И, как выясняется, кто-то действительно находит.

    Экранизация книги — вещь непростая, так как всем все равно не угодишь: ни читателям, ни зрителям, ни автору книги. Однако если сам автор не признает фильм как экранизацию своего произведения, то мне по меньшей мере непонятно, откуда берется столько восхищений и уж тем более фраз о том, что экранизация достойна романа.

    7 из 10

    2 октября 2010 | 22:05

    Этот фильм не оправдал моих ожиданий…

    Я ожидал увидеть тяжелую черную драму про то, как на людьми страдающими психическими заболеваниями издевается обслуживающий персонал психбольниц.

    Но то, что фильм не оправдал моих ожиданий не значит, что он мне не понравился. Я увидел замечательную трагикомедию (правда больше «траги», чем комедию, но все равно достаточно забавную), воспевающую свободу и человеческие интересы. Посмотрев фильм понимаешь, насколько же ценна человеческая свобода и насколько человек уязвим, когда у него это свободу отнимают.

    Не зря основным местом действия выбрана психбольница — у многих возникают ассоциации с нечто отталкивающим и неприятным, а лечащиеся в этих учреждениях вызывают отвращение и страх. Но мы видим группу психически больных людей, и в эту группу попал здоровый человек, косящий таким образом от работы. И он видит, что «психи» — очень даже нормальные люди, не без странностей, конечно, но у кого их нет? И у главного героя возникает вопрос — а зачем они здесь вообще находятся? Узнав причину, главный герой решает показать больным, что такое свобода и развлечения. Он буквально ломает больничную «систему» и пуская это незаконно, но увидев эту систему такой, какой она нам показана на экране — волей-неволей возникнет такое желание у каждого. Врачи, санитары, охрана — все они воспринимают больных не как людей, которым необходима помощь, а как «мясо» — врачи не лечат, а решают проводить беседы; санитары издеваются; охранники бьют. А разве больные заслуживают этого? У них просто есть небольшие проблемы с мозгами — самым сложным органом человека, работа которого может нарушиться в любой момент и работники этой больницы сами окажутся на их месте и будут подвергаться таким же лишениям и трудностям!

    Главному герою не удалось полностью сломить систему, только «надорвать», если можно так выразиться. Но зато он кардинально поменял мировоззрение больных и теперь они уже не будут так боятся врачей и санитаров, ведь они могут дать отпор и если те их накажут, то на их место придут другие, более смелые и решительные и тогда система точно будет сломлена!

    Милош Форман снял великолепный фильм, который вроде бы прост на первый взгляд и многие, посмотрев его, зададутся вопросом: «И это великий шедевр? Да ну на …!» и в таком плане. Но этот фильм действительно является великим шедевром. Мало того, что он оставляет после просмотра огромную почву для рассуждений, так он еще и дает понять, что человек не может жить, если его интересы ущемляют хоть каким либо образом. Человек должен жить свободно и радоваться жизни и если прилагать усилия, то даже можно надорвать такую систему, как больница — неприступная крепость, на первый взгляд. Но если вести себя как настоящий человек — вольно и свободно, то твоему примеру последуют и другие, а за ними еще и еще и еще… И тогда уже система сломается. Но вот насколько может быть допустимой эта свобода и не приведет ли она к ужасным последствиям и человек почувствует себя всемогущим? На этот вопрос нам не дали ответа, но него можно ответить самому. Но чтобы выбрать путь ответа, надо сначала понять вопрос, который можно уяснить лишь посмотрев эту картину!

    10 из 10

    P.S. Ах да, Джек Николсон — хорош до безобразия! Одна из самых ярких ролей в кино!

    29 марта 2010 | 20:08

    Великолепнейшее произведение легло в основу этого фильма, оно меня поразило, чего нельзя сказать о фильме. Говорю это без вступлений, и это основная мысль моей рецензии, основание для моего негодования и огромного разочарования. Я наслышана об этом фильме, но долго не решалась его посмотреть, очень уж молчаливое название, судить по которому, очень сложно, и уж точно меня оно не привлекло. Но как со мной это бывает, я снова наступаю на одни и те же грабли — читаю сначала книгу, но уже более уверенно я уворачиваюсь от этого удара по лбу и ставлю оценку фильму, а не книге, как это бывало со мной раньше.

    Предвосхищая замечания, сразу же хочу оправдаться, я не хочу, чтобы экранизация повторяла в точности все тонкости первоисточника и шла попятам за событиями, но это невыносимо, когда я увидела, что фильм идет два часа, сомнений не было, что в нем отражена душа, которую Кизи вложил в своих героев, и именно отстутствие этого разочаровало меня, после просмотра я задумалась на что было потрачено это время. Эта книга далась мне довольно сложно, но в результате могу назвать ее одной из достойнейших.

    Минус N1: Образы. Очень важная роль была отведена сестре Ретчед, но это не отражено в фильме. Эта властная женщина, уже немолодая, но нежелающая сдаваться, умная, хитрая, а как ее описывал Кизи, эта ее фирменная улыбка, как она исчезает или появляется на ее лице, ее вид, стать, движения — все было прописано до мелочей и картина была настолько полной, что перед глазами в считаные секунды вырисовывался такой образ, на котором фильм мог бы подняться намного выше по своему качеству и наполнению. На мой взгляд, одного из главных персонажей просто опустили, будто ее и нет вовсе. Большинство больных даже нельзя назвать запоминающимися, однако, это тоже упущение, у каждого из них есть четкая характеристика, а тут даже непонятно, кто они, откуда и вообще, зачем. (Один Хардинг чего стоит, какие речи он ведет, его встреча с женой, а ег овстреча с МакМерфи, когда все называют его главным.) Они, будто на подпевках, но им должно было быть отведено место равноправное с сестрой Ретчед и МакМерфи, вот основные лица. Это история о том, как человек жертвует собой, когда никто от него этого не ожидает, это история о том, как он дает больным второй шанс, как он отдает себя, но получают уже другие. Это очень важная мысль, но есть ли она тут? Я не увидела. Зато меня очень порадовал выбор актеров на роли МакМерфи и Бромдена.

    Минус N2: Актуальность. Актуальность в таких картинах очень важна, она считается в своем роде неким эталоном, на который следует равняться, но что в нем есть? Актуальность теряется не из-за года выпуска, а из-за того, что того смысла, который изначально вкладывался его просто нет. Для меня, если бы я не читала книгу, это был бы просто набор кадров. Причем часто в книге проще понять, что хотел сказать автор, какой персонаж, что подумал когда увидел что-то или сделал что-то, но в этой книге все сложнее, повествование идет от конкретного человека и приходится видеть его глазами, а это уже грубый перессказ событий, но зато какой. Люди, которые зашуганы, сидят будто в тумане, они вообщем-то, и не очень больны, просто они не такие, каких привыкло принимать общество и психбольница это их приют и убежище, а МакМерфи дает им шанс на нормальную жизнь, дает им силу, мощь обычных людей.

    Минус N 3: Искажение. Не думаю, что было необходимо искажать повествование. Если бы это приводило просто к сокращению времени, к некой емкости, но тут это просто урезание главной сути, итог все равно был бы один с искажением или без него, зато смысла бы поприбавилось.

    Перечисленные минусы не перечеркнут всех достоинств картины, эта история достайна экранизации и пусть для меня это не самый лучший вариант, но это только для меня.

    6 из 10

    1 декабря 2010 | 22:49

    Начинает раздражать тот факт, что многие, критикуя фильм, прибегают к его первоисточнику, то есть, книге. Но режиссёры не снимают книги, они снимают фильмы. Не имеет никакого смысла сравнивать культовые шедевры кинематографа с рукописями, по которым они сняты. Это отдельная тема для обсуждения. Поэтому, я буду говорить только о фильме.

    Смотрел на английском, с русскими субтитрами. Атмосфера непередаваемая. Эти актёры, знакомые с детства по другим фильмам, Господи, как же они тут все оказались: Винсент Скьявелли (Фредериксон), Уилл Сэмпсон (Вождь), Майкл Берриман (мелькавший пару раз Эллис) и, безусловно, Дэнни ДеВито (Мартини) и Кристофер Ллойд (Тэйбер). Просто «гениальные психи».

    Ну а персонаж, без которого этот фильм не был бы самим собою, это, конечно же, Джек Николсон. Не думаю, что в роли МакМёрфи так динамично смотрелся бы кто-нибудь другой, тот же Хэкман или Рэйнолдс. Он невероятно правдоподобен, реалистичен. Этакий зэк «в законе», которому всё вроде по приколу, но под этим поведением скрывается глубокое понимание происходящего. МакМёрфи ведь не сбегает в конце, когда у него появляется шанс, он стремится выяснить, что случилось с психом, которого он уже считает за друга. Герой Николсона бьётся до последнего, желает остановить всё это, путём попытки убийства сестры Рэтчед (Луиза Флетчер). Но проигрывает. Эта битва длится на протяжении всего фильма, и ты чувствуешь её, понимаешь, участвуешь. Хвала Джеку, это лучшая его роль.

    Даже при огромном желании к этой ленте невозможно придраться. Она гениальна. Столько глубоких идей, столько социальной философии нет не в одном другом фильме. Фильм достоин высшего балла и признания поколений.

    10 из 10

    21 декабря 2008 | 15:06

    Свобода, какое всё-таки это красивое слово. Но парадокс в том, что полностью ощутить и понять что такое свобода можно только потеряв её, стать заложником системы против свое же воли. И если бы меня спросили, о чём фильм «Пролетая над гнездом кукушки» я бы ответил что это фильм о том как человек сам себя лишает свободы.

    Фильм, снятый Милошем Форманам в далёком семьдесят пятом году по одноимённой книги Кена Кизи, становиться интересней, когда проводишь аналогии с обществом. Псих больница — общество, причём в фильме несколько раз упоминается, что это государственная учреждение. Уже аналогия довольно точная, не правда ли? Но можно пойти ещё дальше, что присуще обществу и государству? — Система, которая пытается вогнать всех людей в одну рамку, а кто этому сопротивляется, объявляться ненормальным. Вот тот самый ненормальный МакМерфи, которого сыграл, да так сыграл, что можно сказать прыгнул выше головы Джек Николсон.

    Медсестра — злодей, приверженец системы, методы, лечения которой ещё больше расстраивает и так нездоровую душу больных. Да ведь с точки систему все одинаковые и не стоит искать личный подход каждому. Но по-настоящему становиться не по себе, когда ты понимаешь что большинство в это больнице там добровольно, они сами выбрали такую жизни. Впрочем, как и мы свами выбираем то, что нам не нравиться, а затем ноем оставшеюся жизнь, не пытаясь даже хоть что то начать менять. И тут вспоминается с цена в ванной в которой МакМерфи хотя бы попытался поднять стойку, тем времен как другие не то что пытались, а даже не верили.

    Впрочем, находиться человек — бунтарь, который заставляет их почувствовать свободу. Этот человек МакМерфи. В начале он устраивает побег на автобусе и рыбалку на катере, затем не большой бунт, а затем вообще «вечеринку». Но как это часто бывает человек такого, очень быстро усмиряют…

    «Пролетая над гнездом кукушки» бесспорно уже классика, шедевр того времени. И иногда нужно уйти от городской суеты, и пересмотреть его, вдруг вы как эти больные добровольно выбрали такую жизнь, и не желаете не чего менять, а лишь причитаете, как несправедлива жизнь. А ведь чтобы спастись нужно всего лишь начать действовать.

    10 из 10

    9 мая 2012 | 08:06

    Что такое «Над кукушкиным гнездом» Кени Кизи? Это манифест свободе, призыв к оппозиции к пластмассовому людскому обществу. Это глобальная аллегория, в которой иносказательно показана человеческая история, отношения разных социальных слоев к власти. Экранизация данной книги стала одной из лучших экранизаций литературных произведений за всю историю.

    МакМерфи — независимый, сравнимо «селинджеровскому Холдену», презирающий любые формы «пластмассовой» постоянности и каноничности, решил схитрить и устроился на проживание в психбольницу за госсчет. Видя других пациентов — их тупое следование расписанию, их страх перед старшей сестрой (аллегории государственной власти) затевает протест, который потом превращается в самый настоящий бунт, к которому он присоединяет других душевнобольных.

    Джек Никлсон, который сыграл главного героя — просто великолепен. Никакого фальша в его игре, никакого притворства — словом роль как будто специально написана для него — Джек в реальной жизни сам очень похож на своего героя. Мил и интересен для поклонников более позднего его творчества — Дени ДеВито. Молодой Кристофер Ллойд. И конечно стальная холодная Луиза Флетчер, которая недаром получила свой Оскар.

    Неудача первичного протеста МакМерфи, но последующий за ним удавшийся протест более сильного «Вождя» и сокрушение им «рамок», с которыми боролся МакМерфи — заставляет задуматься над нашей жизнью. Удача вождя дает надежду всем левым оппозиционерам власти и просто борцам за настоящую жизнь. Это преодоление рамок «Вождем» дает как бы надежду тем людям, которые выросли на книгах Селинджера, с их безнадежностью в плане борьбы..

    Сам Кизи критиковал это фильм за то, что главного героя книги — «Вождя» убрали в тень, сакцентировав большее внимание на МакМерфи. Но это смещение даёт фильму свободу относительно самостоятельности — фильм не тупое копирование оригинального текста — это самостоятельное произведение искусства, которое, словом, воздействует на человека ничуть не хуже.

    Великолепное произведение, великолепный фильм. Этот фильм не альтернатива прочтению оригинальной книги, так же как и книга не альтернатива просмотру данного фильма. Советую и то и другое!

    8 из 10

    26 июля 2012 | 18:57

    Действие фильма происходит в психиатрической лечебнице, в 60-е. В привычную, медленно текущую жизнь этого заведения врывается дикий Р. П. Макмерфи, новое поступление прямиком из тюрьмы, с диагнозом «психопат». Он как Наполеон или Цезарь, лидер, собирающий вокруг себя бунтарей. Медсестра Рэтчед пытается отгородить больных от его вредного влияния… А, может быть, все было наоборот?

    Р. П. Макмерфи дрался, совращал малолетних ("ну, она сама сильно хотела»), пил, курил, играл в карты, спал с проститутками, ругался и не соглашался с общепринятыми порядками. Но это не портило его. Макмерфи стал героем, борцом за свободу, индивидуальность и личность, добрым и жизнерадостным. Его стремились уничтожить из-за того, что он противоречил поставленным правилам, доказывал, что можно быть хорошим с такой характеристикой, а выглядящее со стороны благотворным лечение Рэтчед может оказаться нечестным и неправильным.

    Для меня этот фильм говорит о том, что нельза судить, не разобравшись, делить на черное и белое. Мол, этот тюремный и похабный тип — черный, а порядочная, пунктуальная медсестра — светлая. Можно горько ошибиться.

    В фильме играют прекрасные актеры. Кроме Николсона (Макмерфи) и Флетчер (Рэтчед) хочется отметить Кристофера Ллойда (Табер), который провел пару недель в настоящей психбольнице для создания реалистичного образа агрессивного, но безопасного и мальчишеского больного. Сидни Лэссик (Чезвик) тоже был очень убедителен. Люблю сцену, в которой он требует сигареты.

    Прекрасный фильм.

    Насчет вечной войны «Книга vs. Экранизация»… Ну, всегда найдутся люди, которые представляли себе героев не так, ожидали другого. Не стоит думать, что фильм несостоятелен и плох для просмотра.

    9,5 из 10

    -0,5 за уничтожение режиссером всей линии судьбы Вождя.

    17 июня 2010 | 14:51

    Никак не решалась посмотреть этот фильм. Отталкивало описание, думала, это какой-то болезненный фильм о душевнобольных, как «Человек дождя», «Форест Гамп», «Я — Сэм» или «Босиком по мостовой». Всё это хорошие фильмы, со смыслом, но после просмотра я всегда невольно начинала сопереживать их ненормальным персонажам, и, хоть и на время, смотреть на мир их глазами. Иногда это бывает необходимо, чтобы что-то пересмотреть в своей жизни. Но не часто.

    … да и Джек Николсон никогда не импонировал мне своим амплуа откровенных и вызывающих злодеев со сложным душевным устройством.

    Но решившись посмотреть, не разочаровалась. Никакой болезненности, надломленности или чего-либо нездорового тут нет.

    Живёт человек, который не вписывается в расписание общества. Безупречным и законопослушным гражданином его не назовёшь. Законченным преступником тоже. Он не убийца, не бандит. В советской России такого назвали бы дебоширом, тунеядцем и т. п. Его герой, хоть и по-американски и гораздо неприличнее, но напоминает Афоню из одноимённого фильма. Или главного героя из «Усатый нянь». Непутёвый парень, ленивый, не нашедший себя в человеческом обществе, «невзрослый» какой-то. Этакий современный папаша Карамазов без имения и денег. В тюрьме его всю жизнь держать не за что (не настолько крупно преступает закон), так чтобы убрать его из общества, его пытаются упечь в психбольницу.

    В советской России с ненужными или опасными «элементами» поступали так же. (Вспомнить, например, «Мастера и Маргариту».) Мы знаем, что оттуда люди чаще всего не возвращаются. Ведь любого человека в психушке можно превратить в «овощ», какой бы он ни был нормальный. Когда тебя лично, или твоих близких, это не касается, то и не будешь об этом задумываться. Но это происходит. Так же как множество других несправедливых и вопиющих вещей в мире. Но это не главное, о чём говорит этот фильм.

    Главная тема здесь — свобода. Она делает человека человеком. Когда человек бежит от свободы — по разным причинам, страх, нежелание принимать трудные решения, что угодно — он теряет себя, свою личность, ищет, где бы спрятаться от самого себя. Поэтому в этой больнице оказались Чезвик, Вождь, Билли или умный Харди. Мак — свободен. Это самое главное в нём, поэтому несмотря ни на какие свои проступки, он — человек, личность. Когда он узнаёт о том, что в больнице собираются ограничить его свободу, то сразу пытается бежать оттуда. Несвобода в других людях, или в системе, противоречат всему его существу. Если он видит забор — то пытается перелезть через него, расписание — непременно нарушить, границу — перейти, человека в неволе (внутренней или внешней) — освободить, деспота — свергнуть. Это принцип его существования. Мне он очень близок и понятен.

    Главная медсестра в этой больнице, у которой в подчинении гласно и негласно находятся все больные, все установленные порядки, да и весь персонал, включая главного доктора-директора, — антоним Мака. Человек, наделённый властью, очень часто может сам не заметить, как, сам того не хотя, начнёт угнетать и унижать подчинённых ему людей. Человек упивается своей властью, власть — очень приятное ощущение, но в таком случае она парализует твою свободу, твой выбор. Думаю, поэтому эта медсестра много-много лет каждый день шла на свою такую малоприятную работу — в психбольницу. Может быть, сначала она и хотела помочь этим людям, но теперь она, наверное, искала ощущения власти над ними. Уйди она с этой работы, она была бы никем, муравьём в муравейнике. А там она — царь и бог.

    (Ещё тема — статус в обществе. Все вроде бы знают, что ты довольно мерзкая штучка, но ты считаешься уважаемым и положительным человеком. И все молча признают это, и тем сами же поддерживают общепризнанное мнение о тебе…)

    Свободный человек всегда уважает человека рядом с собой, и даже наделённый властью, никогда не станет никого унижать, если только сможет сохранить свою внутреннюю свободу. Внутренняя свобода может быть у тебя (или не быть), где бы ты не находился, в тюрьме, или на директорском посту. Она не зависит от железных решёток и связанных рук. Мак был свободен, где бы он ни находился. У свободного человека всегда есть выбор. Поэтому стоя у открытого на волю окна, он выбрал вернуться узнать, что стало с его другом, помочь ему, если сможет.

    Мак, со своей патологической тягой к свободе, делал всё, что мог в данный момент, и не задумывался о последствиях. Наверное из таких людей выходят герои на войне или в экстренной ситуации.

    Фильм очень тщательно, здорово продуман, поэтому тут интересно обнаруживать разные мелкие второстепенные детали. Например, пальцы на стекле, пословица-вопрос доктора на приёме, испачканная белая шапочка, прозвище индейца…

    Посмотрите, фильм даёт многое, о чём можно задуматься.

    16 июля 2013 | 13:07

    Ну что я могу сказать… Это один из моих самых любимых фильмов. Не просто любимых, как знакомый, а по-настоящему любимый. Это умная картина после которой хочется посидеть подумать и прийти к какому-нибудь выводу. Это кино перед которыми можно без сомнения ставить такие слова, как: «Захватывающий, умный, тонкий, интересный, заставляющий смеяться, и грустить, думать и отдыхать».

    Мне очень понравилась игра всех актёров без исключения. Это действительно была запоминающаяся игра, и всё из-за того, что в «Кукушки…» снимались действительно настоящие актёры. Я люблю этот фильм, и не отказываю себе в удовольствии, когда хочу увидеть его ещё раз. Фильм после которого хочется тихо сказать браво, и утвердительно покачать головой. Спасибо мистер Форман.

    3 февраля 2008 | 22:26

    Несомненный плюс фильма — отличный актерский состав, причем это касается не только главных героев, но и ролей второго плана. Билли, Чезвик, Хардинг, Мартини — данные образы было необходимо сыграть достаточно выпукло, узнаваемо, но эти мозаичные элементы Системы, не должны были затмевать главные противоборствующие силы — Макмерфи и сестру Речид., и, надо сказать, режиссер сумел объяснить актерам их задачу.

    Отдельный восторг — это Джек Николсон в роли Макмерфи и Луиза Флетчер (сестра Речид). У Николсона получился герой, в чем-то даже превосходящий книжный образ — играющий только по своим правилам, полный энергии, уверенный в себе — настоящее воплощение свободы и жизнелюбия, тот, кто может разрушить Систему именно поэтому она перемалывает его с особенным удовольствием. Николсон нашел необходимый баланс трагического и комического, а эпизод в конце вечеринки (несколько секунд крупным планом) просто обязан войти в золотой фонд мирового кинематографа.

    Выбор актрисы на роль сестры Речид, умной и очень несчастной женщины, для которой пациенты — не просто винтики Системы, но и часть ее жизни, пожалуй, самая большая удача Формана. Флетчер сумела передать характер своей героини одним только взглядом, а сочетание нарочито спокойной речи с уверенными разрушительными действиями придавало образу законченность, но не выходило на первый план. Получилось идеальное воплощение человека Системы — близнец-антагонист Макмерфи, выхолащивающий, порабощаюший, подчиняющий морально и физически.

    Ну и, конечно, нельзя не сказать о Уилле Сэмпсоне в роли Вождя, спасителя Макмерфи и, в каком-то смысле, его наследника. По сути, фигура Вождя — это олицетворение финального выражения победы внутренней свободы в стремлении к свободе внешней, та незыблемая сила, с которой не может справиться даже Система.

    В принципе, можно понять, почему Кен Кизи не был доволен экранизацией своей книги — получилась не иллюстрация, а отдельное произведение искусства, возможно, несколько отличное от того, что на самом деле хотел сказать автор, но не потерявшее глубины его романа. Фильм совершенно гениальный, но становится страшно от того, что с каждым годом он становится все актуальнее и актуальнее.

    10 из 10

    20 ноября 2011 | 03:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 385 руб.
    Blu-Ray, 1350 руб.
    книга, 718 руб.
    подробнее

    Новости


    Легендарный продюсер, всегда следовавший правилу «меньше да лучше», четырехкратный лауреат «Оскара» Сол Заенц умер в возрасте 92 лет. Без него не состоялись бы такие картины, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей» и «Английский пациент». Также он владел компанией Middle-Earth Enterprises, отвечавшей за экранизации «Властелина колец» и «Хоббита». (...)
     
    все новости

    Интервью


    28 марта Александру Митте исполнилось 80 лет. В преддверии юбилея режиссер рассказал КиноПоиску о новой картине «Шагал — Малевич», в которой попытался объединить два разных направления своего творчества, поделился соображениями о том, как государство может помочь российскому кино, и вспомнил времена, когда сам был студентом. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу трэш-боевика Роберта Родригеса «Мачете убивает», в котором герою Дэнни Трехо приходится дать бой целому ряду смертоносных девиц, КиноПоиск вспоминает самых примечательных злодеек в кинематографе — от сестры Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки» до пожирательницы смерти Беллатрисы Лестрейндж в «Гарри Поттере». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Мало кто мечтает провести Новый год за просмотром праздничных комедий и голубых огоньков. А отличные идеи для новогодней вечеринки можно почерпнуть где? Опять же в фильмах. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    55.СемьSe7en8.430
    56.Молчание ягнятThe Silence of the Lambs8.427
    57.ОдержимостьWhiplash8.425
    58.Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика8.423
    59.НокдаунCinderella Man8.420
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.НесломленныйUnbroken91.76%
    42.ПэнPan91.72%
    43.КиберBlackhat91.49%
    44.Зловещая шестеркаThe Sinister Six91.47%
    45.Вне времениThe Lovers91.35%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies92
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux1
    Сталинград511
    Легкие деньгиGood People8
    Чем дальше в лес...Into the Woods1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.142
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.952
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    Вычислитель5.324
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры