всё о любом фильме:

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo's Nest
год
страна
слоган«If he's crazy, what does that make you?»
режиссерМилош Форман
сценарийЛоренс Хаубен, Бо Голдмэн, Кен Кизи, ...
продюсерМайкл Дуглас, Сол Заенц, Мартин Финк
операторХаскелл Уэкслер
композиторДжек Ницше
художникПол Силберт, Эдвин О’Донован, Эджи Джерард Роджерс
монтажШелдон Кан, Линзи Клингмэн
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  53.7 млн,    Великобритания  9.65 млн,    Германия  6.43 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (4):
Сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, Рэндл Патрик МакМерфи попадает в психиатрическую клинику, где почти безраздельным хозяином является жестокосердная сестра Милдред Рэтчед. МакМерфи поражается тому, что прочие пациенты смирились с существующим положением вещей, а некоторые — даже сознательно пришли в лечебницу, прячась от пугающего внешнего мира. И решается на бунт. В одиночку.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.80 (539 475)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
53 + 2 = 55
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (One Flew Over the Cuckoo`s Nest, 1962).
    • На протяжении всего процесса съемок актер Уильям Редфилд был тяжело болен. Спустя несколько месяцев после завершения работы над проектом Уильям скончался.
    • Большинство статистов на самом деле являлись душевнобольными. Каждому члену съемочной команды выделили по 2-3 пациента для того, чтобы они успели найти с больными людьми что-то похожее на взаимопонимание.
    • Кен Кизи написал свою книгу под впечатлением от работы в Калифорнийском госпитале для ветеранов.
    • Правами на экранизацию долгое время владел Кирк Дуглас, но в итоге запуском проекта занялся его сын, не менее знаменитый Майкл Дуглас. Тем не менее, Кирк сохранил за собой право на получение процента от прибыли.
    • Среди соискателей роли Рэндл Патрика МакМерфи числились такие знаменитые актеры как Джеймс Каан, Марлон Брандо, Джин Хэкмен и Берт Рейнольдс. В конечном итоге роль предложили Джеку Николсону.
    • Кирк Дуглас хотел получить одну из ролей, однако к тому моменту, когда был запущен проект, он слишком сильно постарел.
    • Самым сложным моментом создания фильма явилось то, что ни одна серьезная киностудия не хотела браться за столь сомнительный проект. Кирк Дуглас встретил Милоша Формана в Праге, где рассказал ему о своих планах и сразу же предложил ему стать режиссером.
    • Кен Кизи, автор одноименной книги, написал сценарий к фильму, однако тот пришелся не по вкусу Форману, так как повествование велось от имени Бромдена. После этого обиженный Кен заявил, что никогда не станет смотреть экранизацию собственной новеллы «в столь извращенном виде». Более того, он даже подавал в суд на продюсеров картины, однако его иск был отклонен.
    • Много лет спустя Кен Кизи лежал в собственной кровати, переключая ТВ-каналы в поисках интересного зрелища. Неожиданно он натолкнулся на довольно любопытный фильм. Лишь по прошествии нескольких минут он понял, что же это за картина, и тут же переключил на другой канал.
    • Луиза Флетчер получила роль лишь за неделю до начала съемок. Этому событию предшествовало около шести месяцев непрерывных кинопроб. Милош Форман никак не мог решиться взять в проект эту актрису, однако после просмотра других кандидаток снова и снова приглашал Луизу на пробы, пока наконец не принял окончательное решение.
    • Кроме Луизы Флетчер на роль сиделки Милдред Ретчед претендовали Энн Бэнкрофт и Эллен Бёрстин.
    • Перед тем как начать съемочный процесс Милош Форман собрал всю съемочную команду и продемонстрировал им фильм «Безумцы Титиката» (1967).
    • За исключением сцены рыбной ловли (ее отсняли в последнюю очередь), вся картина снималась последовательно. Сцену рыбалки снимали в самой маленькой гавани в мире, располагающейся в Орегоне.
    • Существует поверье, что во время сцены, в ходе которой герой Джека Николсона проходит испытание электрошоком, Джеку действительно пришлось познать силу данного рода терапии ввиду ошибки обслуживающего персонала.
    • В данном фильме на большом экране дебютировали Брэд Дуриф (известный прежде всего голосом куклы-убийцы Чаки в фильме 1988 года «Детские игры») и Кристофер Ллойд (доктор Браун из фильма 1985 года «Назад в будущее»).
    • Фильм Милоша Формана стал вторым в истории, отхватившем все самые значимые награды на церемонии Оскара: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
    • Форман не хотел снимать сцену рыбалки вообще, поскольку полагал, что она разрушит ощущение замкнутости пациентов в пространстве лечебницы.
    • Уилл Сэмпсон спорил с Форманом по поводу концепции роли Вождя Бромдена и сыграл-таки её по-своему.
    • В английском языке существует устойчивое выражение «гнездо кукушки», переводящиеся как больница для психически больных.
    • Александр Морфов поставил спектакль «Затмение» по роману «Над кукушкиным гнездом» в театре «Ленком».
    • еще 18 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Быстро ставшая легендарной картина чешского иммигранта Милоша Формана, всего вторая по счёту в его американской карьере, не только завоевала пять основных «Оскаров» (за фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, главные мужскую и женскую роли), что произошло лишь во второй раз в истории Киноакадемии, спустя 40 лет после триумфа романтической комедии «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Лента Формана, которую, наверно, можно отнести к жанру трагикомедии, также пользовалась громадным успехом в кинопрокате США (её посмотрели почти 55 млн. человек!) и по-прежнему популярна у обычных зрителей практически во всех странах мира, что подтверждает наличие редких случаев универсальности воздействия ряда кинопроизведений, воспринимаемых на «ура» и критиками, и профессионалами, и массовой аудиторией. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3756 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    По какой-то непонятной причине этот фильм мне не удавалось посмотреть очень долго, равно как и прочитать книгу. Но вот недавно это свершилось, причем, по моей, уже сложившейся традиции, изначально я обратилась к «первоисточнику», т. е. к книге, а потом уже был просмотр фильма. Всегда себя ругаю за сравнивание экранизации и произведения, но зачастую это происходит автоматически, непроизвольно. И это неудивительно, ведь прочитав понравившуюся книгу, читателю очень хочется увидеть все это на голубом экране: посмотреть на понравившихся героев, их историю, насладиться, что называется, всем этим в полной мере. И, как бы грустно это ни звучало, но в большинстве случаев после просмотра следует разочарование. Но, как известно, у всех свое видение того или иного, собственно, и у режиссеров оно свое. Поэтому я максимально стараюсь не сравнивать книгу и произведение, стараюсь «отключаться» от книги. Вот и этот, можно сказать, шедевр я старалась оценить отдельно от книжного варианта. На этом я хочу прекратить неизбежное упоминание о книге, отметив лишь, что она мне понравилась намного больше, фильм же я оцениваю исключительно как отдельное произведение без какой-либо книжной «предыстории».

    Начало фильма сразу же интригует, мы видим как в «пустынный уголок, приют спокойствия трудов и вдохновения», а именно в отделение психиатрической больницы, которым заведует сестра Милдред Рэтчед, приходит один взбалмошный тип по имени Р. П. МакМерфи. Обстановочка его явно забавляет, заметно, что ему очень любопытно разведать что тут и как, запустить свои руки в этот «процесс лечения». Собственно, весь фильм и заключается в том, что МакМерфи пытается навести новые порядки, провести, свои «эксперименты». Он единственный вступает в борьбу, можно сказать за жизнь и свободу, всего отделения этого лечебного заведения с целью «поднять народ» против грозной сестры Рэтчед. А тем временем вышеупомянутая особа пытается бороться с этим «психом». Ее многие называют главной злодейкой фильма, да и вообще чуть ли не самой-самой злодейкой всего мирового кинематографа. Хотя, на мой взгляд, она лишь обычный наемный работник и все лишь выполняет свою работу. Да, в какой-то степени, она глуха и слепа по отношению к своим пациентам, но как медицинский работник, она, возможно, лучшая, возможно, дома у нее есть пушистый котенок, о котором она заботиться и проявляет с ним всю чуткость и понимание, а здесь она начальник и, в каком-то роде, обязана «рубить головы». В общем, не вижу я в ней сильного злодея, хотя в книге она… другая.

    Главной идеей фильма остается простая истина — один против системы. Психиатрическая больница — это наше общество, а все мы в нем пациенты и должны жить по правилам и определенному распорядку. И, если уж случилось какое-либо столкновение интересов, то победа, если не всегда, то в большинстве случаев точно, останется за системой, а человека она переработает, и он просто станет как все. И вот они гвоздики все снова в ряд и стоит только одному вылезти поверх остальных, его сразу ожидает удар молотком по «шапке»… а нечего выпрыгивать, нечего! И все же в фильме один выпрыгнул — Вождь. Только он сумел понять то, что пытался донести МакМерфи. Думается, даже сам МакМерфи до конца этого не понимал, он просто был зажигателем, бунтарем, революционером, если хотите, он просто не хотел мириться с тем, что ему предложили. А между тем, именно Вождь смог довести до конца то, что начал Макмерфи другие же едва дошли до понимания происходящего.

    Что касается актерской игры, то комментарии здесь излишни. Про Джека Николсона можно и не упоминать, по определению он великолепен всегда. Отдельно хотелось бы отметить образ вождя, созданный актером Уиллом Сэмпсоном. Он внес свою изюминку в героя-Бромдена как внешне, так и внутренне.

    Повторюсь, если все же оценивать фильм с точки зрения читателя книги, то оценка была бы беспощадно низкой, но почему-то мне не хочется так поступать. Ведь кино, как ни крути, вышло сильным, со своей собственной магией.

    Как отдельное и весьма занимательное произведение.

    8 из 10

    24 октября 2014 | 15:55

    Давно решался посмотреть этот кинопродукт, все мне нравилось. И оценки кинокритиков, и актеры исполняющие роли. И вот что я могу сказать после просмотра. Фильм понравился, даже больше, очень понравился. Очень интересно показан мир психбольницы, в чем-то он похож на наш с вами обыденный мир. В больнице все также, свои правила и запреты, и если кто-то их нарушает принимают меру.

    Рэндл Патрик МакМёрфи решает притворится душевнобольным чтобы избежать тюремного заключения. Изображая из себя психа и смеясь над больными не заметил как прикипел к ним всем сердцем. Пытаясь установить свои порядки в больницы, он можно сказать объявляет войну старшей сестре Рэтчед.

    Джек Николсон очень хороший актер, в этой картине он мне очень понравился. Его герой настолько правдободобен что начинает казаться что Николсон и есть тот МакМёрфи. По сути в фильме главное — актерская игра. В фильме собрано довольно много актеров которые впоследствии стали знаменитостями.

    Здесь и Дэнни ДеВито и Кристофер Ллойд. Их игра тоже просто бесподобна.Луиза Флетчер как мне показалось не сделала ничего сверхъестественного, многие другие актеры задействованные в картине играли лучшее нее. Также очень хороша роль Уилла Сэмпсона, его герой очень понравился. После сцены со жвачкой, понимаешь что он и не глуп вовсе, и казалось что он сможет вместе с МакМёрфи осуществить их план.

    Вроде фильм и начинается как комедия, но по ходу дела понимаешь что это глубокая драма. Аналогию можно провести с «Беспечным ездоком», где Николсон также исполнял одну из ролей.

    Этот фильм действительно заслуживает внимание, он рассказывает о свободе, пусть и о призрачной, но свободе. Это нам доказывает Брэмдом, один из лечащихся в психушке. Он сумел выполнить мечту МакМёрфи, а заодно и свою тоже.Рэндл можно сказать вернул его к жизни своим присутствием..

    Вывод. Фильм довольно интересен, он уже стал классикой. Равнодушным думаю он никого не оставит.

    10 из 10

    16 февраля 2010 | 03:13

    Действие фильма происходит в психиатрической лечебнице, в 60-е. В привычную, медленно текущую жизнь этого заведения врывается дикий Р. П. Макмерфи, новое поступление прямиком из тюрьмы, с диагнозом «психопат». Он как Наполеон или Цезарь, лидер, собирающий вокруг себя бунтарей. Медсестра Рэтчед пытается отгородить больных от его вредного влияния… А, может быть, все было наоборот?

    Р. П. Макмерфи дрался, совращал малолетних ("ну, она сама сильно хотела»), пил, курил, играл в карты, спал с проститутками, ругался и не соглашался с общепринятыми порядками. Но это не портило его. Макмерфи стал героем, борцом за свободу, индивидуальность и личность, добрым и жизнерадостным. Его стремились уничтожить из-за того, что он противоречил поставленным правилам, доказывал, что можно быть хорошим с такой характеристикой, а выглядящее со стороны благотворным лечение Рэтчед может оказаться нечестным и неправильным.

    Для меня этот фильм говорит о том, что нельза судить, не разобравшись, делить на черное и белое. Мол, этот тюремный и похабный тип — черный, а порядочная, пунктуальная медсестра — светлая. Можно горько ошибиться.

    В фильме играют прекрасные актеры. Кроме Николсона (Макмерфи) и Флетчер (Рэтчед) хочется отметить Кристофера Ллойда (Табер), который провел пару недель в настоящей психбольнице для создания реалистичного образа агрессивного, но безопасного и мальчишеского больного. Сидни Лэссик (Чезвик) тоже был очень убедителен. Люблю сцену, в которой он требует сигареты.

    Прекрасный фильм.

    Насчет вечной войны «Книга vs. Экранизация»… Ну, всегда найдутся люди, которые представляли себе героев не так, ожидали другого. Не стоит думать, что фильм несостоятелен и плох для просмотра.

    9,5 из 10

    -0,5 за уничтожение режиссером всей линии судьбы Вождя.

    17 июня 2010 | 14:51

    Серьёзная драма, на самом деле я не удивлён что картина «Пролетая над гнездом кукушки» не только взяла 5 оскаров, но и я уверен имеет особую художественную ценность в кинематографе в целом.

    Сам смысл таится в том что в этом фильме психов нет, люди находящиеся в пределах психиатрической клиники, изолированные, абсолютно не отличаются от обычных, и сам главный герой Мак Мёрфи это доказывает и показывает что человек он хоть где останется человеком. Другое дело протест, борьба, тоже есть в этом фильме, наш герой стремится показать то что люди с «иным» видением мира не должны быть жёстко ограничены правилами, их права не должны ущемляться с позиции того что у кого с психикой всё нормально а у кого то нет, и те кто нормальные (которые зачастую ведут себя хуже больных извращенцев) должны иметь какой то вес над теми у кого реальность понимается по своему.

    Могу сказать так же что фильм цепляет за живое! Всё просто, достаточно моментов от которых можно посмеяться, но и поплакать, увидеть настоящее веселье и настоящую трагедию, одним словом очень драматично.

    Рекомендую посмотреть всем, кто ценит настоящие драмы, да и просто хорошее кино с глубоким смыслом… и кстати именно после просмотра этого фильма я понял что современное, доминирующее число фильмов с похожим оттенком, да и в общем, так сказать полная попса.

    6 марта 2011 | 00:30

    Пишу эту заметку из гостиничного номера сразу же после просмотра фильма, так как не могу не написать. Фильм тронул до глубины души, пробрал до мурашек. Боже мой, а я много лет боялся его смотреть, зная, что фильм о жизни душевнобольных. А зря боялся. Его стоит посмотреть, чтобы задуматься о своих собственных мотивах. Что действительно «хорошее» в жизни, а что только им прикидывается, а в реальности является настоящим злом. И думаю, что лучше смотреть это кино одному. Тогда можно спокойно обдумать суть «Полета…» и понять для себя, что же самое главное для вас в этом фильме.

    МакМёрфи, дебошир и хулиган, попадает в психлечебницу на обследование. Врачи должны проверить его вменяемость. Мёрфи начинает настоящую жизнь в клинике. Он начинает пытаться изменить распорядок. Угоняет автобус с больными с целью вместе порыбачить. Устраивает вечеринку с девочками. Казалось бы, настоящий мерзавец! Только есть одно но…

    В этой больнице именно МакМёрфи оказывается самым вменяемым и здоровым человеком. Его терапия заключается в том, чтобы каждый больной почувствовал вкус настоящей жизни за стенами этого заведения. И в итоге сколько радостных минут он принес пациентам больницы! Несмотря на его грубые манеры, сквернословие, хулиганские замашки, его волнует судьба каждого больного, с кем он жил рядом. Мёрфи имел шансы сбежать, но он хотел сделать все, что мог для своих новых друзей. И остался с ними до последнего, подписав себе приговор.

    Могут ли стать душевнобольные друзьями? Конечно, могут. Это такие же люди, как и все, просто со своими странностями. Каждый человек имеет свои странности, не так ли? Так и здесь. Они большей частью пришли туда добровольно, с целью вылечиться. А попали в замкнутый круг, который все больше и больше отрывает их от реальности. Терапия, под ликом благовидности прикрывающая садизм медсестры, таблетки, заставляющие забыть о проблемах, — ничего из этого не может помочь им вернуться к нормальной жизни. Это подметил МакМёрфи и попытался изменить ход событий. Но это невозможно, потому что люди, работающие в больнице, не любят своих пациентов. Им нравиться над ними издеваться. И это — мировая проблема, касающаяся не только психиатрии. И «Полет над гнездом…» вскрывает эту проблему, как зудящий гнойник.

    Только после фильма я понял, как же здорово сыграл Николсон. Лучшая его роль. Гениальная. И Кристофер Ллойд хорош, и Денни де Вито. Но именно Джек Николсон смог показать неравнодушного человека. С какой яростью и злостью его герой набросился на Мисс Прэтчетт! Думаю, в этой ситуации я поступил бы так же. А вы? Ответьте после просмотра.

    10 из 10

    Стоит в первом ряду с «Форрест Гампом» и «Списком Шиндлера».

    7 сентября 2009 | 09:48

    1) Философский конфликт.

    Не знаю как вам, а мне это фильм напомнил пьесу Максима Горького «На дне». Только вместо ночлежки у нас показана психиатрическая клиника, а вместо самих ночлежников — пациенты этой больницы. Странником Лукой в этом фильме был Р. П. Макмёрфи.

    Их объединяет одно, то, что все не совсем адекватные люди, не совсем здоровые, но даже в таком положении они смогли сохранить определённые высшие ценности: любовь, дружбу, поддержку. Эти качества всегда у них были, но смогли раскрыться только с приходом Рэндла. Он дал каждому понять, что своё мнение должно быть. Пусть даже в таких условиях его и нелегко высказывать.

    Как и в пьесе, Макмёрфи становится для пациентов чем-то вроде надежды для безнадёжных. Неким плацебо. Ведь все всё прекрасно понимали: и про свой социальный статус и про своё безвыходное положение. Но иногда лучше просто поверить в иллюзию, и жизнь станет уже не такой плохой, как кажется. Тогда и внутри снова загорается огонь, который и даёт силы двигаться дальше.

    2) Психологический конфликт.

    То общество, куда попал Рэндл, не рассчитано на людей, у которых есть своя точка зрения. Такая среда убивает саму суть человека как личности. Но этот конфликт далеко не новый, а Макмёрфи не первый герой, решившийся противопоставить себя всему остальному обществу. Похожие ситуации описывали Тургенев, Грибоедов, Оруэлл, Чехов, Маяковский. И в половине этих произведений побеждало именно общество.

    Рэндл Патрик решает прогнуть эту среду под себя, решает исправить её. Но это было трудно. В особенности по началу, когда люди, привыкшие уже к такому режиму, смотрят на твои усилия с недоумением.

    И пусть у Макмёрфи толком ничего и не вышло. Он не смог поправить систему, не смог помочь всем. Но он изменил жизнь хоть немногим. И поэтому попытку можно считать успешной.

    Этот фильм не надо смотреть тем, кто думает, что это просто драма. Нет, это далеко не так. Этот фильм уникален. У Формана получилось снять картину, которая бьёт прямо в сердце, не проходя через мозг. Спасибо Джеку Николсону за столь чудесное и, главное, удачное перевоплощение в Рэндла. Весь фильм ощущаешь себя ещё одним пациентом клиники, переживая все те эмоции, которые переживают и герои.

    Не это ли самая большая награда для режиссёра?

    P.S. Не давайте обществу заглушить в вас личность.

    10 из 10

    18 января 2012 | 15:57

    Доброго всем времени суток!

    Уважаемые киноманы, Вы здесь в поисках отклика на один из самых титулованных фильмов в истории кино, а эта рецензия отрицательна. Пока свежи впечатления, объясню почему так.

    Сразу хочу заметить, что книгу читала, но здесь буду оценивать именно фильм.

    Один из самых важных критериев в оценке любого фильма для меня — это динамика сюжета. Как ни крути, а кино должно быть интересным, пусть даже оно размеренное или монотонное, но цвет могут добавить диалоги или музыка. «Полет над гнездом кукушки» кино нединамичное, сюжет напичкан ненужными событиями, собственно их ненужность ощущается очень остро. На интуитивном уровне то, что кино будет затянутым и скучным, можно понять на первых минутах просмотра.

    Второй важнейший фактор — нить повествования. Она напрочь отсутствует, во многом благодаря этим же ненужным сюжетным линиям. Однако многое остается непонятным, как например выезд на рыбалку — почему санитары спокойно выпустили пациентов, а затем их искали на вертолётах? Как понять то, что большинство пациентов находятся на лечении по собственной воле и могут уйти когда хотят? Зачем тогда им выдают лекарства и проводят беседы? Довольно часто фильмы создают такое впечатление, и в финале паззл складывается, но увы не здесь.

    Третий решающий фактор — персонажи. По порядку. МакМерфи предстает перед нами как преступник, который банально притворяется сумасшедшим, чтобы не загреметь за решетку. Его действия (голосование за просмотр матча, рыбалка) мотивированы исключительно эгоистическими соображениями. МакМерфи явно считает себя выше пациентов больницы, и ведёт себя соответствующе, хотя абсолютно неоправданно. Старшая сестра Ретчед вовсе не создает впечатления «жестокосердной», а лишь строго придерживается установленного порядка. Она скорее избегает конфликтов, чем провоцирует их, а потому её невозможно назвать главным антагонистом фильма. Вождь — вот интересный персонаж, но зрителю не объяснили почему же он притворяется глухоненым и почему он в больнице, что значительно утрудняет понимание его действий. В целом персонажи совсем не проработаны, цельности образов также не наблюдается.

    Четвертое и самое главное — идея. Как я понимаю, больница — это модель нашего общества, где есть обычные люди (то бишь пациенты) и те, кто наделён властью в разной мере (персонал). «Революционером» представлен МакМерфи, олицетворяя рвение к свободе. Пациенты же, напротив, не хотят ничего менять. Главный недостаток фильма — отсутствие чётко видимых недостатков жизни в больнице, причин стремиться на волю. Будет ли обыватель желать что-то изменить, если его и так все устраивает? Очевидно, нет. МакМерфи в фильме обычный смутьян, он презирает правила и наказан за это.

    Почему «Большая пятерка» Оскаров досталась этому фильму, является очевидным — их принесла книга, а не фильм. Роман Кизи и его экранизацию разделяет бездонная пропасть. Отношение самого Кизи к ленте понятно.

    Поэтому искренне рекомендую книгу из-за её идеи, а фильм для оценки заслуженности небывалого количества статуэток.

    4 из 10

    30 мая 2013 | 09:26

    «Пролетая над гнездом кукушки» — картина, заслужившая за без малого 40 лет статус классики и заполучившая в 1976 году премию «Оскар» во всех основных номинациях (Лучший фильм, Лучшая мужская роль, Лучшая женская роль, Лучший режиссер и Лучший адаптированный сценарий), став всего лишь вторым фильмом за всю историю кинематографа, которому удалось достигнуть такого успеха. Подобные ленты и критиковать простому зрителю, казалось бы, не с руки. Однако порой возникает вопрос, не вызвано ли такое всеобщее признание фильма не столько его художественной ценностью, сколько первоисточником. Роман «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи входит в список лучших англоязычных романов и является знаковым для поколения 60-х, являясь гимном свободе и борьбе против антиутопичной и на корню душащей личность системы. Рассматривая картину именно под этим углом, я как зритель не совсем поняла акценты, расставленные в картине, которые, к сожалению, сводят на нет главные мотивы романа.

    Наблюдая в центре повествования противостояние Рэндла Макмерфи (Джек Николсон) и сестры Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер), зритель вправе рассчитывать на формирование образов главных героев как символов Глашатая свободы и собственно самой Системы, представляющей собой абсолютное зло, не заслуживающее ни единого слова в свое оправдание. Однако на деле образ сестры Милдред не вызвал у меня подобной лютой ненависти ни на минуту. Все, чего пытается добиться от нее Рэндл, представляет собой лишь удовлетворение его сиюминутных эгоистичных потребностей в развлечении и забавах. Но психиатрическая лечебница отнюдь не гостиница или курорт, это серьезное государственное учреждение, чьей основной задачей является не увеселение пациентов, а стремление помочь им достичь душевного равновесия. Соблюдение давно заведенного порядка можно считать одним из методов лечения, ведь больные с определенными диагнозами склонны к приступам паники при нарушении знакомого режима. Однако Рэндлу глубоко наплевать на состояние остальных пациентов, его поведение это не бунт во имя каждого. Его можно расценивать как поступки инфантильной личности, предпочитающей всегда уходить от ответственности, как и в случае, когда убегая от правосудия, герой имитирует душевное расстройство. Все, что остается медсестре- это строго стоять на страже своего мнения и, используя имеющуюся в ее руках власть, максимально корректно ставить Рэндла на место, что еще более раздражало уязвленное самолюбие героя Джека Николсона, заставляя выдумывать все новые пакости. Ни разу на экране не довелось увидеть настоящее злоупотребление властью: пациенты не были забиты до полусмерти, их не морили голодом, никак морально не унижали. В чем же тогда можно разглядеть олицетворение тоталитаризма в образе Милдред Рэтчед? В том, что администрация больницы не шла на поводу у больных (которые по-настоящему больны, а не прячутся от окружающего мира, как это описано в романе)? В том, что она стремилась изгнать чужеродный элемент, вносящий хаос своим отвратительным характером? Нет ни одного яркого примера удушающей атмосферы кроме самого замкнутого помещения, в котором в основном проходили действия на экране. Даже если рассматривать трагедию Билли Биббита, то здесь вину скорее стоит переложить на самого Рэндла, затеявшего всю эту вечеринку, зная о суицидальных наклонностях паренька и о строгих порядках больницы.

    Перенеся центр внимания с «Вождя» Бромдена на Рэндла Макмерфи, сценаристы подарили эффект внезапности для зрителей, не читавших роман. Лишь после финала ленты становится понятно, что на самом деле мелкий преступник никогда не был по-настоящему главным героем картины. Он был всего навсего катализатором и спусковым крючком, который должен был пробудить в остальных пациентах волю к жизни и способность противостоять обстоятельствам. Как только ему удалось запустить этот процесс, пусть и таким кровавым путем, хотя бы в одном из обитателей, его миссию можно считать завершенной. Именно финал картины производит самое сильное впечатление, задумка режиссера относительно смены главного действующего лица удачна несмотря на неприятие ее автором романа. Она невольно расслабляет зрителя, заставляя следить за другим героем, тем самым оставляя простор для размышлений, когда финал ленты становится известен.

    Актеры сыграли просто отменно в предложенных им ролях. Джек Николсон в образе альфа-самца, быть может, не вызвал у меня тех эмоций, которые в идеале передает Рэндл Макмерфи, но сыграть столь отвратительного персонажа, и при этом все равно стать символом бунтаря-одиночки- дорогого стоит. Луиза Флетчер предстала на экране словно бесполая каменная стена, на которую раз за разом натыкается Рэндл в своих порывах. Наибольшую симпатию у меня вызвал герой Брэда Дурифа Билли Биббит, ставший жертвой чрезмерно консервативного воспитания, авторитарной матери и чужой битвы за лидерство между Рэндлом и сестрой Милдред.

    «Пролетая над гнездом кукушки»- картина, которая не оправдала моих ожиданий в иллюстрации диктатуры возомнившей себя беспрекословным авторитетом личности и не пробудила симпатий в отношении бунтарского характера главного противника системы. Быть может, дело в том, что за истекшие 40 лет портрет подобного героя-одиночки несколько изменился, но никогда бы не посоветовала никакой оппозиции ничьему мнению в своем поведении ориентироваться на киношного Рэндла Макмерфи, в противном случае возникает риск прослыть обыкновенным самодуром, живущим исключительно на потеху своим прихотям.

    2 марта 2013 | 20:47

    Эта картина справедливо считается самой американской лентой бывшего чешского эмигранта Милоша Формана. И дело тут даже не в её повсеместном признании, начиная с кассовых сборов (второй результат 1975 года после «Челюстей» Спилберга) и заканчивая присуждением пяти (самых главных) «Оскаров», сколько в самой теме (как выясняется, главной для Формана), так или иначе обращенной к выяснению цены свободы.

    В недалеком прошлом выходец из Восточной Европы именно в этой ленте определился с ключевой для себя идеей, которая произрастает из конфликта отдельной личности и репрессивного общества. Этому немало способствовало обращение к культовому для американских «шестидесятников» роману Кена Кизи, написанному еще в первой половине 1960-х.

    Принципиально поменяв авторские акценты, Форман сделал главным героем не индейца Бромдена, от лица которого велось повествование в книге, а Рэндла Патрика Макмерфи. Кроме того, он категорически отказался от иносказательных элементов (вроде всесильного Комбината), которыми как раз и славился роман, и что давало право называть его чуть ли не антиутопией (в духе романов Замятина или Оруэлла).

    Сделав историю максимально правдоподобной и сосредоточившись на конфликте двух ключевых фигур — Патрика Макмерфи и сестры Ретчид — Форман снял кино, напоминающее скорее философский фарс. Он являл собой метафору общества, стремящегося лишить человека индивидуальности и принудить к конформизму. Таким образом, проблема молодежного бунта 60-х годов (центральный конфликт романа) переросла в притчу о системе подавления.

    В каком-то смысле, начиная с этой ленты, Форман приступил к многоэтапной экранизации американской конституции, где один только билль о правах давал десяток (по числу поправок) поводов для интерпретаций. Понятно, что история Макмерфи, решившего избежать тюрьмы, спрятавшись в «кукушкином гнезде», (сленговое обозначение психушки) не могла оставить равнодушным человека, стоявшего у руля так называемой «пражской весны» — движения обновления чехословацкого кино, задавленного к концу 60-х бдительными местными чиновниками.

    Вот почему начиная с «Кукушкиного гнезда» конфликт многих его картин предопределяется правилом о «невозможности свободы обойтись без несвободы». В отличие от предложенного Кизи пассивного наблюдателя Швабры, Форман делает главным героем активного аутсайдера, в котором сохранился дух беспокойства, способный пробудить ото сна покорных обитателей психлечебницы, добровольно заточивших себя в рабство тупого послушания, гарантирующее мнимое благополучие и спокойствие.

    Внимание Формана к актерам и умение с ними работать проявилось здесь не только в исполнителях двух ключевых ролей (особенно в Николсоне, сыгравшем, пожалуй что, лучшую в карьере роль), но и в его окружении — Чезвике, Хардинге, Бэбите, Мартини, которых, казалось поначалу, играют вовсе не профессиональные актеры, а самые настоящие клиенты реальной психлечебницы.

    Пожалуй, ни один фильм не оказал на российского зрителя в период Перестройки столь ощутимого раскрепощающего влияния. Правда, у нас эта картина воспринималась исключительно как антитоталитарная.

    5 сентября 2012 | 16:15

    Ну что я могу сказать… Это один из моих самых любимых фильмов. Не просто любимых, как знакомый, а по-настоящему любимый. Это умная картина после которой хочется посидеть подумать и прийти к какому-нибудь выводу. Это кино перед которыми можно без сомнения ставить такие слова, как: «Захватывающий, умный, тонкий, интересный, заставляющий смеяться, и грустить, думать и отдыхать».

    Мне очень понравилась игра всех актёров без исключения. Это действительно была запоминающаяся игра, и всё из-за того, что в «Кукушки…» снимались действительно настоящие актёры. Я люблю этот фильм, и не отказываю себе в удовольствии, когда хочу увидеть его ещё раз. Фильм после которого хочется тихо сказать браво, и утвердительно покачать головой. Спасибо мистер Форман.

    3 февраля 2008 | 22:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    Blu-Ray, 1350 руб.
    книга, 610 руб.
    подробнее

    Новости


    Легендарный продюсер, всегда следовавший правилу «меньше да лучше», четырехкратный лауреат «Оскара» Сол Заенц умер в возрасте 92 лет. Без него не состоялись бы такие картины, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей» и «Английский пациент». Также он владел компанией Middle-Earth Enterprises, отвечавшей за экранизации «Властелина колец» и «Хоббита». (...)
     
    все новости

    Интервью


    28 марта Александру Митте исполнилось 80 лет. В преддверии юбилея режиссер рассказал КиноПоиску о новой картине «Шагал — Малевич», в которой попытался объединить два разных направления своего творчества, поделился соображениями о том, как государство может помочь российскому кино, и вспомнил времена, когда сам был студентом. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу трэш-боевика Роберта Родригеса «Мачете убивает», в котором герою Дэнни Трехо приходится дать бой целому ряду смертоносных девиц, КиноПоиск вспоминает самых примечательных злодеек в кинематографе — от сестры Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки» до пожирательницы смерти Беллатрисы Лестрейндж в «Гарри Поттере». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Москве вовсю идет фестиваль нового чешского кино CZECH IN, отчего мы решили устроить легкую пробежку по наследию кинематографа этой страны и выявить кое-какие его параллели с более свежей национальной кинопродукцией. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To36 111 775
    2.Город героевBig Hero 634 662 707
    3.ИнтерстелларInterstellar28 307 626
    4.За кулисамиBeyond the Lights6 200 284
    5.ИсчезнувшаяGone Girl4 561 432
    14.11 — 16.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИнтерстелларInterstellar275 234 928
    2.Уиджи: Доска ДьяволаOuija76 297 597
    3.Город героевBig Hero 660 307 547
    4.День дурака49 517 201
    5.С любовью, РозиLove, Rosie20 889 561
    13.11 — 16.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 192 299776 065
    Деньги573 686 868 руб.169 269 999
    Цена билета261,68 руб.11,39
    13.11 — 16.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.241
    116.Девчата8.235
    117.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.235
    118.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.232
    119.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.229
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted90.71%
    52.ИнтервьюThe Interview90.70%
    53.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.28%
    54.Третий лишний 2Ted 290.04%
    55.Безымянный проект Кэмерона КроуUntitled Cameron Crowe Project89.65%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ИнтерстелларInterstellar257
    К-9: Собачья работаK-915
    Махни крыломYellowbird1
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes114
    Лучшее во мнеThe Best of Me7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 17.019
    ИнтерстелларInterstellar8.998
    День дурака4.747
    Город героевBig Hero 68.328
    С любовью, РозиLove, Rosie7.661
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    премьеры