всё о любом фильме:

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo's Nest
год
страна
слоган«If he's crazy, what does that make you?»
режиссерМилош Форман
сценарийЛоренс Хаубен, Бо Голдмэн, Кен Кизи, ...
продюсерМайкл Дуглас, Сол Заенц, Мартин Финк
операторХаскелл Уэкслер
композиторДжек Ницше
художникПол Силберт, Эдвин О’Донован, Эджи Джерард Роджерс
монтажШелдон Кан, Линзи Клингмэн
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  53.7 млн,    Великобритания  9.65 млн,    Германия  6.43 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (4):
Сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, Рэндл Патрик МакМерфи попадает в психиатрическую клинику, где почти безраздельным хозяином является жестокосердная сестра Милдред Рэтчед. МакМерфи поражается тому, что прочие пациенты смирились с существующим положением вещей, а некоторые — даже сознательно пришли в лечебницу, прячась от пугающего внешнего мира. И решается на бунт. В одиночку.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (671 556)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
55 + 3 = 58
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (One Flew Over the Cuckoo`s Nest, 1962).
    • Александр Морфов поставил спектакль «Затмение» по роману «Над кукушкиным гнездом» в театре «Ленком».
    • Кен Кизи написал свою книгу под впечатлением от работы в Калифорнийском госпитале для ветеранов.
    • Правами на экранизацию долгое время владел Кирк Дуглас, но в итоге запуском проекта занялся его сын, не менее знаменитый Майкл Дуглас. Тем не менее, Кирк сохранил за собой право на получение процента от прибыли.
    • Среди соискателей роли Рэндл Патрика МакМерфи числились такие знаменитые актеры как Джеймс Каан, Марлон Брандо, Джин Хэкмен и Берт Рейнольдс. В конечном итоге роль предложили Джеку Николсону.
    • Кирк Дуглас хотел получить одну из ролей, однако к тому моменту, когда был запущен проект, он слишком сильно постарел.
    • Самым сложным моментом создания фильма явилось то, что ни одна серьезная киностудия не хотела браться за столь сомнительный проект. Кирк Дуглас встретил Милоша Формана в Праге, где рассказал ему о своих планах и сразу же предложил ему стать режиссером.
    • Кен Кизи, автор одноименной книги, написал сценарий к фильму, однако тот пришелся не по вкусу Форману, так как повествование велось от имени Бромдена. После этого обиженный Кен заявил, что никогда не станет смотреть экранизацию собственной новеллы «в столь извращенном виде». Более того, он даже подавал в суд на продюсеров картины, однако его иск был отклонен.
    • Много лет спустя Кен Кизи лежал в собственной кровати, переключая ТВ-каналы в поисках интересного зрелища. Неожиданно он натолкнулся на довольно любопытный фильм. Лишь по прошествии нескольких минут он понял, что же это за картина, и тут же переключил на другой канал.
    • Большинство статистов на самом деле являлись душевнобольными. Каждому члену съемочной команды выделили по 2-3 пациента для того, чтобы они успели найти с больными людьми что-то похожее на взаимопонимание.
    • Луиза Флетчер получила роль лишь за неделю до начала съемок. Этому событию предшествовало около шести месяцев непрерывных кинопроб. Милош Форман никак не мог решиться взять в проект эту актрису, однако после просмотра других кандидаток снова и снова приглашал Луизу на пробы, пока наконец не принял окончательное решение.
    • Кроме Луизы Флетчер на роль сиделки Милдред Ретчед претендовали Энн Бэнкрофт и Эллен Бёрстин.
    • Перед тем как начать съемочный процесс Милош Форман собрал всю съемочную команду и продемонстрировал им фильм «Безумцы Титиката» (1967).
    • В данном фильме на большом экране дебютировали Брэд Дуриф (известный прежде всего голосом куклы-убийцы Чаки в фильме 1988 года «Детские игры») и Кристофер Ллойд (доктор Браун из фильма 1985 года «Назад в будущее»).
    • Фильм Милоша Формана стал вторым в истории, отхватившим все самые значимые награды на церемонии Оскара: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
    • На протяжении всего процесса съемок актер Уильям Редфилд был тяжело болен. Спустя несколько месяцев после завершения работы над проектом Уильям скончался.
    • Форман не хотел снимать сцену рыбалки вообще, поскольку полагал, что она разрушит ощущение замкнутости пациентов в пространстве лечебницы.
    • Уилл Сэмпсон спорил с Форманом по поводу концепции роли Вождя Бромдена и сыграл-таки её по-своему.
    • В английском языке существует устойчивое выражение «гнездо кукушки», переводящиеся как больница для психически больных.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • За исключением сцены рыбной ловли (ее отсняли в последнюю очередь), вся картина снималась последовательно. Сцену рыбалки снимали в самой маленькой гавани в мире, располагающейся в Орегоне.
    • еще 17 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Быстро ставшая легендарной картина чешского иммигранта Милоша Формана, всего вторая по счёту в его американской карьере, не только завоевала пять основных «Оскаров» (за фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, главные мужскую и женскую роли), что произошло лишь во второй раз в истории Киноакадемии, спустя 40 лет после триумфа романтической комедии «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Лента Формана, которую, наверно, можно отнести к жанру трагикомедии, также пользовалась громадным успехом в кинопрокате США (её посмотрели почти 55 млн. человек!) и по-прежнему популярна у обычных зрителей практически во всех странах мира, что подтверждает наличие редких случаев универсальности воздействия ряда кинопроизведений, воспринимаемых на «ура» и критиками, и профессионалами, и массовой аудиторией. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4170 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не думала, что фильм произведёт на меня столь сильное впечатление.

    По началу, когда Марк появился в больнице, он удивился этой обстановке. А позже, стал насмехаться над ней, считая, что он тут не задержится. В течении пару дней больные полюбили Марка, а он их. Они начали играть в баскетбол, играть на тотализаторе, играть в карты и играть в жизнь нормальных людей.

    Герой МакМерфи своим появлением в клинике изменил жизни нескольких людей и при этом потерял свою. На сумасшествие своих новых друзей реагировал вполне спокойно, вернее даже не считал их ольными. Разговаривал как с обычными людьми, ругал когда они делали что — то глупое. Особенно он сдружился с «Вождём»,который, как оказалось, был самым нормальным человеком, не считая его страха «маленького человека». Страх рассеялся благодаря Марку, вот только поздно.

    Разумеется всем зрителям было жаль Билли. После ночи с девушкой, он перестал заикаться и зажёгся внутри. Но к сожалению этот момент был испорчен на утро.

    Всеми нелюбимая медсестра Луиза, к сожалению, не получила по заслугам, отделалась лишь травмой шеи и испугом. Её давление на пациентов оказывало самую важную роль на их выздоровление. Вместо помощи, она просто воздействовала на них правилами и лекарствами.

    Не буду говорить про отношение сотрудников госпиталя к их обитателям.

    Фильм просто замечательный и своим сюжетом и героями.,о нём можно говорить часами. На днях буду читать Кена Кизи. Не знаю что лучше, фильм или книга.

    Но экранизация бесподобна!

    Всем советую.

    9 из 10

    22 мая 2010 | 19:26

    Экранизации всегда судить трудно. Очень не хочется свалиться к простому сравнению. Попробую быть последовательным.

    Скажу сразу, что книгу я прочел уже после просмотра картины. Возможно именно поэтому моя оценка с 10, которую я хотел поставить изначально, опускается лишь до 8. Если бы последовательность была иной, я был бы менее лоялен.

    Игра актеров нареканий не вызывает, более того за столь шикарную подборку хочется сказать Милошу Форману спасибо. Джек Николсон и Брэд Дуриф просто потрясающе, Дэнни ДеВито и Уилл Сэмпсон выше всяких похвал, остальные тоже на уровне. Хотя Флетчер, по моему мнению, до Оскара не дотянула.

    Теперь о главном источнике споров — пресловутом адаптированном сценарии. Между прочим, удостоенном Оскара. Сценарий весьма и весьма отличается от книги, и, на мой скромный взгляд, в худшую сторону. Я попробую разбить внесенные изменения на две группы группы.

    1. Придающие динамику. В первую очередь это отказ от сдвоенного центра Вождь-МакМерфи в пользу выигрывающего на экране последнего (как можно больше Николсона в кадре! — вот девиз Формана). Кроме того это изменение позволило убедить зрителя, не читавшего книги, в глухоте Швабры, тем самым добавив элемент неожиданности. Далее. Уменьшение числа пациентов отделения с 40 до 24 (и это несомненный плюс), угон автобуса с психами (в книге поездка была легальной).

    2. Убивающие суть. Абсолютно не раскрыт образ Вождя. Пусть даже Форман делал упор на Мака, но эпизоды из детства и молодости индейца просто необходимы в фильме. Можно было сделать их в виде снов последнего. А теперь, на мой взгляд, о главном. О том, что даже гениальная игра Николсона не делает образ МакМерфи многогранным. А ведь он не только изменил жизнь и мировоззрение пациентов, но и менялся вместе с больными. А ведь и у него случались моменты отчаянья, и он не всегда был «большим как гора». Форман бы очень многое приобрел не откажись он от эпизода с самоубийством Чесвика. С самоубийством, случившимся именно из-за того что Рэндл Патрик МакМерфи промолчал.

    P.S. Далеко не все потрясающие книги экранизируются, а экранизацией такого уровня (не смотря на все замечания) могут похвастаться единицы. Спасибо Форману. Низкий поклон Кизи.

    8 из 10

    28 октября 2009 | 12:16

    Этот фильм не оправдал моих ожиданий…

    Я ожидал увидеть тяжелую черную драму про то, как на людьми страдающими психическими заболеваниями издевается обслуживающий персонал психбольниц.

    Но то, что фильм не оправдал моих ожиданий не значит, что он мне не понравился. Я увидел замечательную трагикомедию (правда больше «траги», чем комедию, но все равно достаточно забавную), воспевающую свободу и человеческие интересы. Посмотрев фильм понимаешь, насколько же ценна человеческая свобода и насколько человек уязвим, когда у него это свободу отнимают.

    Не зря основным местом действия выбрана психбольница — у многих возникают ассоциации с нечто отталкивающим и неприятным, а лечащиеся в этих учреждениях вызывают отвращение и страх. Но мы видим группу психически больных людей, и в эту группу попал здоровый человек, косящий таким образом от работы. И он видит, что «психи» — очень даже нормальные люди, не без странностей, конечно, но у кого их нет? И у главного героя возникает вопрос — а зачем они здесь вообще находятся? Узнав причину, главный герой решает показать больным, что такое свобода и развлечения. Он буквально ломает больничную «систему» и пуская это незаконно, но увидев эту систему такой, какой она нам показана на экране — волей-неволей возникнет такое желание у каждого. Врачи, санитары, охрана — все они воспринимают больных не как людей, которым необходима помощь, а как «мясо» — врачи не лечат, а решают проводить беседы; санитары издеваются; охранники бьют. А разве больные заслуживают этого? У них просто есть небольшие проблемы с мозгами — самым сложным органом человека, работа которого может нарушиться в любой момент и работники этой больницы сами окажутся на их месте и будут подвергаться таким же лишениям и трудностям!

    Главному герою не удалось полностью сломить систему, только «надорвать», если можно так выразиться. Но зато он кардинально поменял мировоззрение больных и теперь они уже не будут так боятся врачей и санитаров, ведь они могут дать отпор и если те их накажут, то на их место придут другие, более смелые и решительные и тогда система точно будет сломлена!

    Милош Форман снял великолепный фильм, который вроде бы прост на первый взгляд и многие, посмотрев его, зададутся вопросом: «И это великий шедевр? Да ну на …!» и в таком плане. Но этот фильм действительно является великим шедевром. Мало того, что он оставляет после просмотра огромную почву для рассуждений, так он еще и дает понять, что человек не может жить, если его интересы ущемляют хоть каким либо образом. Человек должен жить свободно и радоваться жизни и если прилагать усилия, то даже можно надорвать такую систему, как больница — неприступная крепость, на первый взгляд. Но если вести себя как настоящий человек — вольно и свободно, то твоему примеру последуют и другие, а за ними еще и еще и еще… И тогда уже система сломается. Но вот насколько может быть допустимой эта свобода и не приведет ли она к ужасным последствиям и человек почувствует себя всемогущим? На этот вопрос нам не дали ответа, но него можно ответить самому. Но чтобы выбрать путь ответа, надо сначала понять вопрос, который можно уяснить лишь посмотрев эту картину!

    10 из 10

    P.S. Ах да, Джек Николсон — хорош до безобразия! Одна из самых ярких ролей в кино!

    29 марта 2010 | 20:08

    Фильм без сюжета, т. е. неинтересно ждать, что будет дальше и как будут развиваться события. Интерес написать рецензию вызвал высокий рейтинг и очень скучно потраченное время на просмотр.

    В фильме показано, как новый пациент пытается изменить давно устоявшиеся порядки в государственной психиатрической клинике. Где у пациентов в силу их умственных способностей мало личной воли для изменения чего-либо.

    В фильме показано обсуждение врачами судьбы главного героя: оставить его на лечение или же отпустить. При этом серьезно не обсуждаются его объективные медицинские показания, учитывается лишь субъективное мнение медперсонала.

    Ключевая фраза фильма — это вопрос главного героя врачам: а почему вы имеете право держать меня в клинике столько, сколько захотите. Т. е. показана абсолютная власть госучреждения, которая не регулируется правилами или инструкциями. При этом в фильме акцента на этом не делается. Все это понимается зрителем после просмотра и то, при последующем желании зрителя проанализировать выводы из фильма.

    В фильме заложен скрытый смысл о том, что против государственной системы сложно пойти и не надо пытаться, иначе в конце она тебя превратит в овощ, используя свою власть. А твои друзья из жалости к тебе — придушат, чтобы облегчить твои страдания.

    Фильм предназначен на подсознательное восприятие смотрящими в целях воспитания граждан своей страны к повиновению и послушанию. В фильме нет об этом прямых подсказок. Это у вас останется на неосознанном уровне.

    2 из 10

    27 октября 2011 | 16:05

    Очень давно хотелось посмотреть какое-нибудь очень хорошее кино, старое, но новое для меня, последнее время мне попадалось много хороших фильмов, а вот хотелось такое, очень хорошее.

    Итак, не единственная, но, без сомнения лично для меня, самая лучшая история, где события разворачиваются в стенах дурдома. Желтый дом, дом скорби, он же кукушкино гнездо, является всегда очень благодатной сферой для создания каких-либо сложных драматичных историй. Здесь же все просто: циничный хитрец по имени Мэк (полностью Рэндл Патрик МэкМёрфи), который привык брать все приятное от жизни, при этом, благодаря своему эгоистичному жизнелюбию, не сильно задумывался о последствиях, решил, что здесь ему будет куда лучше и комфортней, чем в тюрьме, так вот он и решил словчить, прикинувшись дурачком.

    Нельзя не сказать, какой тут совершенно потрясающий Джек Николсон. Просто без слов. Темно-зеленые небольшие глаза, горящие дъявольским огнем, брови уголками, как черт из табакерки. Вот это настоящая актерская работа, это было неповторимо. Все его реплики, реакции, комментарии, от издевательской улыбки на первом «собрании», он меня покорил навсегда. Такие актерские работы бесценны, создание таких персонажей не имеет времени, они навечно. Да и все остальные актеры подобраны просто отлично.

    По ходу развития событий, главный герой начинает странным образом раскрывать свою истинную сущность. Если в начале истории выходки Мэка были мотивированны ненавистью и раздражением к старшей сестре Рэтчед, то ближе к концу, он странным образом, превращается в в своеобразную «добрую фею» для сумасшедших, привнося в их безнадежные будни свежие глотки жизни и абсолютную безбашенность (чем вызывает невообразимую ярость последней), по пути совершая невероятную глупость в виде невинного засыпания на пару с товарищем в ночь побега, и в самом конце превращается в настоящего альтруиста, пренебрегая последним шансом сбежать. Он принимает на себя все заботы сего несовершенного мира, ограниченного обитателями психбольницы, устраивает сумасшедшим настоящий праздник с девочками и алкоголем, помогает Билли избавиться от девственности, выслушивает трогательные слова благодарности остальных пациентов, тем самым отказываясь от своих тогда еще реальных возможностей.

    До этого мне доводилось видеть в кино лишь женские отделения психбольниц, там все было как-то скучновато, а вот в мужском, в мужском все не так, здесь целое море тонкостей и странностей, например, как (что вызывало неземное удивление нормального МэкМёрфи) 9 мужчин (не считая 9, кому уже «не поможешь») совершенно добровольно подчиняются этой отвратительной мисс Рэтчед, тетке со злобным стальным лицом. В общем, Мэк немного не рассчитал, к моему сожалению, да и наверное, дурдом намного хуже тюрьмы…

    Это не первый фильм Милоша Формана, который я смотрю, и теперь я знаю, что если режиссер — Милош Форман, то обязательно будет интересно.

    10 из 10

    17 августа 2010 | 17:15

    Я думаю, что этот фильм можно назвать культовым. Режиссёр Милош Форман поднимает в нём актуальную проблему взаимоотношений человека и общества.

    Двадцатый век является временем расцвета тоталитарных режимов. После длительных периодов социальных потрясений людям нужна была стабильность во всех сферах жизни. Такое положение вещей дало шанс обрести власть сильным и жестоким вождям, которые ради порядка были готовы подавить волю человека.

    Психиатрическая больница, где происходит действие фильма, представляет собой модель замкнутого общества. Медсестра Рэтчед олицетворяет ту силу порядка, стремящуюся держать под своим контролем всё, даже личные чувства человека. Она стравливает друг с другом пациентов, чтобы потом было легче контролировать каждого из них. А обитатели больницы настолько запуганы, что им даже в голову не приходит сама мысль о борьбе. Тоталитарная система уничтожила их волю к внутренней свободе. Особенно чётко это проявляется в те моменты, когда пациентам надо принять решение, которое противоречит правилам распорядка.

    Но появление нового «пациента» Р. П. МакМёрфи всё меняет. Медленно, но верно его влияние одерживает победу над властью бессердечной медсестры. Пациенты вновь ощущают вкус жизни (рыбалка, вечеринка в больнице), вновь обретают голос. Нарушение правил перерастает в серьёзное противостояние.

    Героиня Луизы Флетчер (медсестра Рэтчед) на первый взгляд кажется хорошей, дисциплинированной медсестрой, но уже во время первого сеанса социальной терапии, можно увидеть, какое удовольствие она получает, провоцируя пациентов взаимную травлю. В её глазах читается превосходство над «жалкими» людьми. МакМёрфи не глуп, он прекрасно это понимает. И именно поэтому так ненавидит её.

    Луизе Флетчер гениально удалось сыграть свою героиню. У медсестры лицо как у бессердечной куклы, а глаза как у безжалостного убийцы. И всё это при том, что открыто она никогда не выступает. Спокойствие, дисциплина, жёсткая логика — главное оружие медсестры. Она является очень интересным воплощением зла, порождённым «Комбинатом».

    Джек Николсон не менее гениально воплотил на экране образ свободолюбивого американца. Он всех заражает своей энергией и жаждой жизни. И каким бы эгоистичным он ни показался в начале фильма, ему не безразлична судьба других обитателей больницы. Ради них он рискует всем.

    Меня восхищает его смелость быть самим собой. Он не изменил себе в течение всего фильма. МакМёрфи показал, что всегда необходимо бороться за право быть внутренне свободным.

    У фильма открытый финал. По моему мнению, режиссёр Милош Форман принял верное решение. Нельзя сразу одолеть систему. На это нужно немало времени. И пациенты, наверное, пока не готовы к тому, чтобы начать новую жизнь. Известно только одно: влияние, оказанное МакМёрфи на обитателей больницы, ни для кого не пройдёт даром.

    8 из 10

    27 августа 2011 | 19:09

    Свобода, какое всё-таки это красивое слово. Но парадокс в том, что полностью ощутить и понять что такое свобода можно только потеряв её, стать заложником системы против свое же воли. И если бы меня спросили, о чём фильм «Пролетая над гнездом кукушки» я бы ответил что это фильм о том как человек сам себя лишает свободы.

    Фильм, снятый Милошем Форманам в далёком семьдесят пятом году по одноимённой книги Кена Кизи, становиться интересней, когда проводишь аналогии с обществом. Псих больница — общество, причём в фильме несколько раз упоминается, что это государственная учреждение. Уже аналогия довольно точная, не правда ли? Но можно пойти ещё дальше, что присуще обществу и государству? — Система, которая пытается вогнать всех людей в одну рамку, а кто этому сопротивляется, объявляться ненормальным. Вот тот самый ненормальный МакМерфи, которого сыграл, да так сыграл, что можно сказать прыгнул выше головы Джек Николсон.

    Медсестра — злодей, приверженец системы, методы, лечения которой ещё больше расстраивает и так нездоровую душу больных. Да ведь с точки систему все одинаковые и не стоит искать личный подход каждому. Но по-настоящему становиться не по себе, когда ты понимаешь что большинство в это больнице там добровольно, они сами выбрали такую жизни. Впрочем, как и мы свами выбираем то, что нам не нравиться, а затем ноем оставшеюся жизнь, не пытаясь даже хоть что то начать менять. И тут вспоминается с цена в ванной в которой МакМерфи хотя бы попытался поднять стойку, тем времен как другие не то что пытались, а даже не верили.

    Впрочем, находиться человек — бунтарь, который заставляет их почувствовать свободу. Этот человек МакМерфи. В начале он устраивает побег на автобусе и рыбалку на катере, затем не большой бунт, а затем вообще «вечеринку». Но как это часто бывает человек такого, очень быстро усмиряют…

    «Пролетая над гнездом кукушки» бесспорно уже классика, шедевр того времени. И иногда нужно уйти от городской суеты, и пересмотреть его, вдруг вы как эти больные добровольно выбрали такую жизнь, и не желаете не чего менять, а лишь причитаете, как несправедлива жизнь. А ведь чтобы спастись нужно всего лишь начать действовать.

    10 из 10

    9 мая 2012 | 08:06

    В 1975 году в кинотеатрах мира начали показывать экранизацию дебютного романа американского писателя Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Книга пользовалась бешеной популярностью благодаря нетривиальному сюжету и дразнящему бунтарскому духу, вообще свойственному 60-м годам, когда она была написана…

    Действие романа разворачивается в психиатрической лечебнице, в которую доставляют колоритного ирландца МакМёрфи с диагнозом «социопат». На самом деле, он далеко не сумасшедший — просто ему куда удобнее косить под психа, чем попасть в тюрягу.

    Будучи свободолюбивым человеком, дамским угодником и обладателем недюжинной харизмы, своей искрящейся неуёмной энергией он поистине взрывает устоявшиеся за десятилетия строгие порядки больницы. И, конечно, моментально приобретает как преданных сторонников, так и заклятых врагов, самый опасный из которых — старшая медсестра Рэйчед, в жесточайшее противостояние с которой МакМёрфи и вступает. Он прекрасно понимает, что это игра с огнём, но не может противостоять своей протестующей натуре, не терпящей лицемерия и ханжества.

    Книга Кизи наполнена колоритнейшими персонажами, блестяще воплощённые в фильме сонмом первоклассных актёров, среди которых есть и непрофессионалы, и… настоящие пациенты психиатрического отделения госпиталя штата Орегон, в котором разрешили проводить съёмки.

    Великолепны актёры, сыгравшие Билли Биббита и Чарли Чезвика, а также немногословного индейца по прозвищу Большой Вождь. Также в фильме можно увидеть совсем молодых Денни ДеВито и Кристофера Ллойда, для которых «Полёт» стал путёвкой в большую актёрскую жизнь. Но абсолютно гениален здесь Джек Николсон в роли МакМёрфи — это вообще едва ли не лучшая его работа в кино! Его персонажу безгранично веришь, сочувствуешь, разделяешь вместе с ним радость побед, а затем — боль поражений.

    Искренне пытаясь помочь пациентам клиники преодолеть их тяжёлый недуг, он вступает тем самым на тропу войны со старшей медсестрой, хотя понимает, что каждое новое столкновение обречено на поражение — слишком много власти в руках Рэйчед, а ведь битва-то происходит на её территории!

    Будучи этаким неугомонным вечным двигателем, МакМёрфи вдыхает в увядших психов жизнь, пробуждает их от болезненного сна, в котором они прозябают без надежды на спасение, нарушает все возможные правила, и за каждую его выходку следует наказание — чем дальше, тем жёстче. И совсем недолго остаётся до трагической развязки…

    Поколение 60-х нередко называют поколением бунтарей. И, безусловно, одним из наиболее ярких образов той эпохи стал вступивший в безнадёжное противостояние с Системой ирландец МакМёрфи — хоть и проигравший решающее сражение, но непокорённый.

    Хочу особо отметить, что перенести роман на плёнку было весьма непросто, поэтому кое-какие акценты пришлось поменять. В книге всё повествование ведётся от имени индейца, а в фильме на первый план выходит бунтующий ирландец. Опять же унылое замкнутое пространство, психически больные люди — всё это могло не понравиться зрителю.

    К счастью, судьба фильма сложилась более чем достойно: «Полёт над гнездом кукушки» завоевал самые престижные «Оскары» 75-го года (лучший фильм, режиссёр, сценарий, мужская и женская роль) и навсегда вошёл в золотой фонд кинематографа как не теряющий актуальности гимн Свободе.

    Если вы никогда не видели этот шедевр Милоша Формана, обязательно восполните этот пробел. Несмотря на то, что кино снято — страшно подумать! — 36 лет назад, смотрится оно на удивление современно. Видимо, так и проявляется волшебная сила искусства, не знающего ни временных, ни пространственных границ…

    10 из 10

    18 сентября 2011 | 21:42

    Мне очень давно советовали посмотреть этот фильм, убеждали что он стоит того. 5 Оскаров, молодой Джек Николсон и восхищенные отзывы знакомых подстегнули меня на просмотр.

    Я разочарована.

    В данной картине я для себя выделила 3 главных героев: сестра Ритчед, МакМёрфи и Вождь.

    МакМёрфи — злостный нарушитель законов. Он никого не уважает, для него нет запретов, ему можно всё. Ведь он никогда не бывает виноват. С его слов получается такая картина — идет он по улице. Опа!На него люди с кулаками драться лезут. Надо им подсобить, подраться. Потом пятнадцатилетняя девочка «сама хочет», ну а как же наш герой может отказать. Пребывание в психиатрической клинике на испытательном сроке для него лишь забава. Там сумасшедшие — их можно уговорить на что угодно и тебе за это ничего не будет.

    Но тут МакМёрфи понял что нужно лечить своих душевнобольных товарищей. Кроме него это никто не сделает и не сможет сделать. Нахождение в клинике, лекарства и групповые терапии толку не дает. Нужна свобода, глоток свежего воздуха. Только свобода им не была нужна. Подавляющее большинство людей в его отделении находятся в клинике по собственному желанию. Они отказались от свободы чтобы вылечиться. Они не готовы к выходу в свет, не готовы дышать свежим воздухом в полную грудь. Но у МакМёрфи свои мысли на этот счет. Он угоняет автобус, лодку и устраивает больным рыбалку. Как не удивительно, ему это сошло с рук. Потом он подкупает сторожа и ночью в отделении появляются 2 девушки и алкоголь. Напоить психически нездоровых людей — вот это лечение! Уложить парня в постель с девушкой(Как я поняла это еще и девушка МакМёрфи. Одного поля ягодки) тоже идея «на отлично», пускай парнишка будет любить, ему это на пользу.

    Но такое лечение, а если быть точнее, попытка сломать систему, привело к смерти совсем молодого парня, у которого еще все было впереди. Но МакМёрфи не виноват! Виновата сестра Ритчед! МакМёрфи никогда не бывает виноват.

    Сестра Ритчед.«Это лучшая сестра в нашей клинике». Она знала что где и когда. Она строго придерживалась системе лечения, которая формировалась не день и не два. И она действовала, медленно, но верно. У сестры Ритчед суровое лицо, на котором ничего не возможно прочесть, но её глаза говорят нам о её подлинных чувствах. Сомнение, растерянность, шок, страх — вот что я увидела в этих глазах на протяжении всего фильма и именно в этой последовательности. Роль была достаточно сложная в плане передачи эмоций, но я считаю что Луиза Флетчер справилась с ней.

    Вождь. Ну тут догадывайтесь сами, господа. Зачем он здесь был все это время и почему согласился на побег? Что его держало в клинике? Почему молчал? Не понятно. Режиссер пытался показать, что Вождь радуется, когда перекидывает МакМёрфи за ограду и когда играет в баскетбол. Но я больше ничего не увидела. И мне очень обидно. Обидно, что персонаж не раскрыт.

    Конец фильма.

    Шокировал.. своей непонятностью, скомканностью.

    Появилось желание прочитать книгу, по которому снят этот фильм.

    А этот фильм смотреть больше не буду, т. к. тратить еще раз 2 часа жизни на не раскрытое произведение кинематографа больше не хочу.

    2 из 10

    10 мая 2011 | 11:54

    1) Философский конфликт.

    Не знаю как вам, а мне это фильм напомнил пьесу Максима Горького «На дне». Только вместо ночлежки у нас показана психиатрическая клиника, а вместо самих ночлежников — пациенты этой больницы. Странником Лукой в этом фильме был Р. П. Макмёрфи.

    Их объединяет одно, то, что все не совсем адекватные люди, не совсем здоровые, но даже в таком положении они смогли сохранить определённые высшие ценности: любовь, дружбу, поддержку. Эти качества всегда у них были, но смогли раскрыться только с приходом Рэндла. Он дал каждому понять, что своё мнение должно быть. Пусть даже в таких условиях его и нелегко высказывать.

    Как и в пьесе, Макмёрфи становится для пациентов чем-то вроде надежды для безнадёжных. Неким плацебо. Ведь все всё прекрасно понимали: и про свой социальный статус и про своё безвыходное положение. Но иногда лучше просто поверить в иллюзию, и жизнь станет уже не такой плохой, как кажется. Тогда и внутри снова загорается огонь, который и даёт силы двигаться дальше.

    2) Психологический конфликт.

    То общество, куда попал Рэндл, не рассчитано на людей, у которых есть своя точка зрения. Такая среда убивает саму суть человека как личности. Но этот конфликт далеко не новый, а Макмёрфи не первый герой, решившийся противопоставить себя всему остальному обществу. Похожие ситуации описывали Тургенев, Грибоедов, Оруэлл, Чехов, Маяковский. И в половине этих произведений побеждало именно общество.

    Рэндл Патрик решает прогнуть эту среду под себя, решает исправить её. Но это было трудно. В особенности по началу, когда люди, привыкшие уже к такому режиму, смотрят на твои усилия с недоумением.

    И пусть у Макмёрфи толком ничего и не вышло. Он не смог поправить систему, не смог помочь всем. Но он изменил жизнь хоть немногим. И поэтому попытку можно считать успешной.

    Этот фильм не надо смотреть тем, кто думает, что это просто драма. Нет, это далеко не так. Этот фильм уникален. У Формана получилось снять картину, которая бьёт прямо в сердце, не проходя через мозг. Спасибо Джеку Николсону за столь чудесное и, главное, удачное перевоплощение в Рэндла. Весь фильм ощущаешь себя ещё одним пациентом клиники, переживая все те эмоции, которые переживают и герои.

    Не это ли самая большая награда для режиссёра?

    P.S. Не давайте обществу заглушить в вас личность.

    10 из 10

    18 января 2012 | 15:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>