всё о любом фильме:

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo's Nest
год
страна
слоган«If he's crazy, what does that make you?»
режиссерМилош Форман
сценарийЛоренс Хаубен, Бо Голдмэн, Кен Кизи, ...
продюсерМайкл Дуглас, Сол Заенц, Мартин Финк
операторХаскелл Уэкслер
композиторДжек Ницше
художникПол Силберт, Эдвин О’Донован, Эджи Джерард Роджерс
монтажШелдон Кан, Линзи Клингмэн
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  53.7 млн,    Великобритания  9.65 млн,    Германия  6.43 млн, ...
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (4):
Сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, Рэндл Патрик МакМерфи попадает в психиатрическую клинику, где почти безраздельным хозяином является жестокосердная сестра Милдред Рэтчед. МакМерфи поражается тому, что прочие пациенты смирились с существующим положением вещей, а некоторые — даже сознательно пришли в лечебницу, прячась от пугающего внешнего мира. И решается на бунт. В одиночку.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.80 (512 956)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
53 + 2 = 55
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (One Flew Over the Cuckoo`s Nest, 1962).
    • Луиза Флетчер получила роль лишь за неделю до начала съемок. Этому событию предшествовало около шести месяцев непрерывных кинопроб. Милош Форман никак не мог решиться взять в проект эту актрису, однако после просмотра других кандидаток снова и снова приглашал Луизу на пробы, пока наконец не принял окончательное решение.
    • Самым сложным моментом создания фильма явилось то, что ни одна серьезная киностудия не хотела браться за столь сомнительный проект. Кирк Дуглас встретил Милоша Формана в Праге, где рассказал ему о своих планах и сразу же предложил ему стать режиссером.
    • Кен Кизи написал свою книгу под впечатлением от работы в Калифорнийском госпитале для ветеранов.
    • Правами на экранизацию долгое время владел Кирк Дуглас, но в итоге запуском проекта занялся его сын, не менее знаменитый Майкл Дуглас. Тем не менее, Кирк сохранил за собой право на получение процента от прибыли.
    • Среди соискателей роли Рэндл Патрика МакМерфи числились такие знаменитые актеры как Джеймс Каан, Марлон Брандо, Джин Хэкмен и Берт Рейнольдс. В конечном итоге роль предложили Джеку Николсону.
    • Кирк Дуглас хотел получить одну из ролей, однако к тому моменту, когда был запущен проект, он слишком сильно постарел.
    • Кен Кизи, автор одноименной книги, написал сценарий к фильму, однако тот пришелся не по вкусу Форману, так как повествование велось от имени Бромдена. После этого обиженный Кен заявил, что никогда не станет смотреть экранизацию собственной новеллы «в столь извращенном виде». Более того, он даже подавал в суд на продюсеров картины, однако его иск был отклонен.
    • Много лет спустя Кен Кизи лежал в собственной кровати, переключая ТВ-каналы в поисках интересного зрелища. Неожиданно он натолкнулся на довольно любопытный фильм. Лишь по прошествии нескольких минут он понял, что же это за картина, и тут же переключил на другой канал.
    • Большинство статистов на самом деле являлись душевнобольными. Каждому члену съемочной команды выделили по 2-3 пациента для того, чтобы они успели найти с больными людьми что-то похожее на взаимопонимание.
    • Кроме Луизы Флетчер на роль сиделки Милдред Ретчед претендовали Энн Бэнкрофт и Эллен Бёрстин.
    • Перед тем как начать съемочный процесс Милош Форман собрал всю съемочную команду и продемонстрировал им фильм «Безумцы Титиката» (1967).
    • За исключением сцены рыбной ловли (ее отсняли в последнюю очередь), вся картина снималась последовательно. Сцену рыбалки снимали в самой маленькой гавани в мире, располагающейся в Орегоне.
    • Существует поверье, что во время сцены, в ходе которой герой Джека Николсона проходит испытание электрошоком, Джеку действительно пришлось познать силу данного рода терапии ввиду ошибки обслуживающего персонала.
    • В данном фильме на большом экране дебютировали Брэд Дуриф (известный прежде всего голосом куклы-убийцы Чаки в фильме 1988 года «Детские игры») и Кристофер Ллойд (доктор Браун из фильма 1985 года «Назад в будущее»).
    • Фильм Милоша Формана стал вторым в истории, отхватившем все самые значимые награды на церемонии Оскара: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
    • На протяжении всего процесса съемок актер Уильям Редфилд был тяжело болен. Спустя несколько месяцев после завершения работы над проектом Уильям скончался.
    • Форман не хотел снимать сцену рыбалки вообще, поскольку полагал, что она разрушит ощущение замкнутости пациентов в пространстве лечебницы.
    • Уилл Сэмпсон спорил с Форманом по поводу концепции роли Вождя Бромдена и сыграл-таки её по-своему.
    • В английском языке существует устойчивое выражение «гнездо кукушки», переводящиеся как больница для психически больных.
    • Александр Морфов поставил спектакль «Затмение» по роману «Над кукушкиным гнездом» в театре «Ленком».
    • еще 18 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Быстро ставшая легендарной картина чешского иммигранта Милоша Формана, всего вторая по счёту в его американской карьере, не только завоевала пять основных «Оскаров» (за фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, главные мужскую и женскую роли), что произошло лишь во второй раз в истории Киноакадемии, спустя 40 лет после триумфа романтической комедии «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Лента Формана, которую, наверно, можно отнести к жанру трагикомедии, также пользовалась громадным успехом в кинопрокате США (её посмотрели почти 55 млн. человек!) и по-прежнему популярна у обычных зрителей практически во всех странах мира, что подтверждает наличие редких случаев универсальности воздействия ряда кинопроизведений, воспринимаемых на «ура» и критиками, и профессионалами, и массовой аудиторией. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3461 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Гнездо кукушки … Странное название, не так ли? У кукушки нет гнезда, ведь она подбрасывает свои яйца чужим птицам. Птенец кукушки, даже вскормленный чужими родителями, остается кукушкой. И заложенный природой цикл повторяется.

    В человеке же эволюция заложила два противоречивых стремления: быть социальным (то есть придерживаться установленных правил) и быть свободным (то есть избегать любых обязательств). Каждый человек сам определяет уровень своей свободы.

    Герой Николсона — «человек-кукушка», «чертов гений современной науки», который «много дерется и трахается», оказывается подброшенным в «гнездо» сумасшедшего дома — упрощенную, но очень правдоподобную модель современного общества. Он вынужден бороться в этом странном обществе «уродов, лунатиков и дефективных» за право жить так, как он привык: смотреть чемпионат по телевизору (который даже «в тюрьме показывают, иначе — бунт»), веселится в праздники, играть в старинную индейскую игру «засунь мяч в дырку», общаться с противоположным полом.

    Сможет ли он победить сложившуюся систему? Режиссер Милош Форман подготовил очень тонкий и эмоционально сильный ответ.

    P.S. «I`m talking about God, the devil, Hell, Heaven. Do you understand… Finally?» (из фильма)

    2 апреля 2013 | 18:28

    Как-то мне довелось прочитать книгу одного психиатра, в которой он весьма смачно рассказывал о своей работе в доме умалишённых и пропагандировал весьма гнусную и дикую идею: каждый сумасшедший заслужил своё сумасшедствие. Тогда книга оставила о себе множество отрицательных эмоций вплоть до того, что я была готова превратиться в кинговскую бабулю-Мизери, чтобы отсечь топором ноги писаке. Не от фанатизма, конечно. Просто такая позиция показалась мне издевательской и грубой. Если следовать логике автора, то я заслужила плохое зрение? Да, видимо, я будущи киллер. Хотя чуется мне, что я просто-напросто зря в детстве читала «Чиполлино» с фонариком.

    Затем мне в руки попалась ещё одна книга о сумасшедших и обделённых, этакий заморский Достоевский по имени Кен Кизи так здорово, душераздирающе и тонко написал свой роман «Пролетая над гнездом кукушки», демонстрируя душевнобольных совсем в другом свете, нежели тот незадачливый писака, что я прониклась и пожалела ровно каждого героя, при этом незаслуженно отвергая экранизацию. Во мне жило абсолютно дурацкое убеждение: лучше Кизи МакМёрфи никто не покажет. Милош Форман не смог показать лучше. Он смог показать хорошо.

    Фильм оказался мне настолько близок своей меланхоличностью, упадничеством, что я сама была готова впасть в депрессию. Одно дело прочитать, совсем другое — увидеть воочию и дать разыграться моему и без того бурному воображению. Читая книгу, я люто ненавидела каждого из издевающихся санитаров, мечтала, что кто-то распустит весь этот чёртов персонал или они сами попробуют на себе тяготы психиатрического дома (как юнец, издевающийся над заключёнными в «Зелёной миле», но видимо Кинг более справедлив, чем Кизи). В экранном воплощении всё представлено в более щадящей манере, отнюдь не солнечно, но и не настолько мрачно, чтобы можно было погрузиться в меланхолию и пойти резать вены. Хотя тоже можно, если не снизить уровень впечатлительности. Видимо, книга закалила настолько, что моё сердце обросло яблочной кожурой, и ничем его уже не проколешь.

    Гениальный Николсон снова на своей любимой волне. Мне так кажется, или он действительно поистине веселится, когда играет сумасшедших? «Сияние», «Бэтмен», даже дурацкий и несмешной фильм с Адамом Сэндлером — везде психи. Но психи блестяще сыгранные, поэтому папу Джека я люблю всепоглощающей дочерней любовью. Нет, не потому что псих, а потому что актёр замечательный.

    Одного мне не хватило — ненависти к Рэтчед. Читая каждую страничку романа, я упивалась ненавистью к наглой твари, считающей больницу своим персональным адом, а себя — по меньшей мере Люцифером. Однако Милош образ медсестры свёл к минимуму, и её вовсе не ненавидишь. Она выступает скорее как блюстительница порядка, справедливо защищающая свою территорию от врага — МакМёрфи. Я бы на месте киношной Рэтчед делала бы то же самое (стреляйте, я не против). Однако Луиза Флетчер сыграла бесподобно.

    И в завершении позволю себе снова вернуться к психиатру, написавшему свою безалаберную книгу об умалишённых. Я не буду называть его имени, вдруг вам вздумается прочитать? Скажу одно: свою участь из обитателей «клиники за гос. счёт» не заслужил никто, даже кутила МакМёрфи. Не заслужил её и герой Дурифа, чья трагедия не смогла оставить равнодушной даже моё обросшее яблочной кожурой сердце. Что до наших заслуг… Если мы всегда получаем только то, что заслуживаем, то мне будет страшно жить лет через тридцать.

    10 из 10

    25 ноября 2011 | 17:10

    Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» по праву считается культовым и несомненно найдет отклик в душе каждого зрителя. История о человеке, простом парне, сумевшим воспротивиться суровой системе, весьма популярна в литературе и кинематографе, но именно в экранизации романа Кена Кизи она звучит как- то по особенному…

    Рэндл Патрик Макмёрфи (Джек Николсон), человек беспокойного нрава и развязного поведения, оказывается в «гнезде кукушки», психиатрической больнице. Привыкший к свободной жизни, он и за колючей проволкой не собирается изменять себе. В противовес ему выступает сестра Ретчетт (Луиза Флетчер), суровая служительница бога врачевания. Роль мисс Ретчетт является самым ярким образом кинозлодея, ведь за приятной внешностью здесь скрывается невероятно жестокая, даже зверская натура человека, авторитарно властвующего над слабыми людьми. Для Рэндла раболепное преклонение хуже смерти и он восстает против существующего порядка, желая освободиться и пытаясь вдохнуть новую жизнь, в сладком коктейле смешанную с пьянящей свободой, в своих соседей по больничной палате. Пациенты (их роли великолепно исполнили актеры Брэд Дуриф, Уильям Ренфилд, Денни деВитто, Кристофер Ллойд и другие) обрекли себя на примыкание и покорность, но бурный нрав Макмёрфи заявляет их встать на его сторону и идти за ним, словно за путеводной звездой. Он открывает им простую, но такую важную истину- человек свободен, покуда свободна его душа, и такой человек сможет добиться всего, чего пожелает, в том числе сбросить оковы заточения…

    Увы, на этот раз система все же сумела сломать непокорного ей индивидуума, но дух свободы остался, и за него стоит бороться, не смотря ни на что.

    10 из 10

    24 июля 2012 | 14:00

    МакМерфи и был тем, кто по стечениям обстоятельств «пролетел» над этим «гнездом» — психиатрической больницей. Мак Мерфи — сильная личность, и пробовал изменить рутинную и никчемную жизнь окружающих его умалишенных людей. Все, что он хотел — это выбраться на свободу, и заодно показать ее остальным. Показать свободу людям, по собственной воле отрезанные от жизни и спрятанные от своих проблем в унылую раковину больницы. МакМерфи показал им, что такое настоящая жизнь. Дал увидеть воочию, что бесконечный прием таблеток, игра в карты и одинокие, безнадежные дни — это лишь прозябание. МакМерфи показал людям свободу — и дальше узники решали сами — уйти из тюрьмы или остаться «дома»..

    Стремление освободиться и потянуть за собой остальных в корне вырубала медсестра Рэйчел. Она следует установленным правилам и требует того же от других. Она-то, под прикрытием заботы о больных, и сколачивает своим пациентам гроб. Рэйчел делает из них зомби, систематизируя буквально каждое действие. Она противостоит свободолюбивому МакМерфи, опасаясь, что он разрушит степенный распорядок больницы.

    Джек Николсон. Что и говорить — мастер. Получил Оскар абсолютно заслуженно. Кажется, что лицо макМерфи, его характер и повадки — это настоящее лицо самого Николсона. Эта потрясающая мимика, ни грамма не наигранная ярость, жизнелюбие и самодовольство… Эх, Николсен бесподобен!

    Луиза Флетчер Изобразила эдакую фурию, синий чулок и просто бессердечную женщину. Она, как строгая мамаша, сидит на своем гнезде, но тепла птенцам совсем не дает. Напротив — видна неприязнь, отчуждение Рейчел от пациентов, холодная формальность. Рейчел всего лишь выполняет свою работу, и не допускает никаких теплых отношений между собой и пациентами, их проблемы ее совершенно не интересуют. Холодное сердце и заслуженный Оскар.

    Д. Де Вито, К. Ллойд, Б. Дуриф и другие их соратники по больнице. Хорошие из них получились слабоумные. Трудно сыграть их так, чтобы было не смешно от наигранности происходящего, а печально. Этих людей действительно жаль. Жаль их тоскливые, попорченные жизни. Каждый актер, сыгравший больного, достоин награды.

    Денни Де вито. Таой безобидный, доверчивый человечек с лукавой улыбочкой. Он — как ребенок, заколоченный в теле низкорослого мужчины.

    Кристофер Ллойд Немного пугающий, агрессивный тип, но все еще не зачерствевший в стенах больницы — и его безумное лицо, бывало, прорезала улыбка.

    Брэд Дуриф Тщедушный и болезненный подросток. Он загнан в себя больше, чем остальные пациенты. За порывы свободолюбия его преследуют жестокие муки совести. Этот персонаж, хоть и отталкивает своим малодушием и пассивностью, все же вызывает жалость.

    Это фильм о сильных и слабых людях. Слаб тот, кто по собственной воле обрек себя на медленную смерть от одиночества и однообразия, тот, кто не способен изменить свою жизнь к лучшему, пусть даже требуется приложить усилие. Сильны же те, кто находит в себе силы надорваться, но вырваться из паутины, предпочитающие бороться за свое счастье и достойную жизнь.

    Фильм заставляет окинуть взглядом собственную жизнь — а свободен(на) ли я?Не заперт(а) ли в свою раковину?И хотелось бы мне так же, как и пациентам, отгородиться от всех проблем, каждый день наблюдая лишь таких же несчастных, как я?

    10 из 10

    11 июля 2011 | 16:18

    Ну что я могу сказать… Это один из моих самых любимых фильмов. Не просто любимых, как знакомый, а по-настоящему любимый. Это умная картина после которой хочется посидеть подумать и прийти к какому-нибудь выводу. Это кино перед которыми можно без сомнения ставить такие слова, как: «Захватывающий, умный, тонкий, интересный, заставляющий смеяться, и грустить, думать и отдыхать».

    Мне очень понравилась игра всех актёров без исключения. Это действительно была запоминающаяся игра, и всё из-за того, что в «Кукушки…» снимались действительно настоящие актёры. Я люблю этот фильм, и не отказываю себе в удовольствии, когда хочу увидеть его ещё раз. Фильм после которого хочется тихо сказать браво, и утвердительно покачать головой. Спасибо мистер Форман.

    3 февраля 2008 | 22:26

    «С ума сойти можно!» — это была первая мысль, которая проскользнула у меня в голове после просмотра этого фильма. Я фильм хотела посмотреть очень давно. Наверно год точно, но его долгое время меня отпугивало т. к. у меня постоянно не было столько времени. И вот сегодня я все-таки взяла DVD-диск и немедленно посмотрела этот фильм… Скорей всего сказать, что я осталась в восторге это как ничего не сказать. Фильм меня впечатлил, поразил, удивил. Я в него просто влюбилась. И уж конечно извините, но если сравнить «Прерванная жизнь» и «Пролетая над гнездом кукушки», то первый точно полный ноль (и это я говорю при том, что фильм «Прерванная жизнь» мне очень даже понравился).

    Вообще я люблю фильмы о психологических проблемах людей. Мне нравится как в таких фильмах изображают этих людей. Здесь мне понравилась все. Особенно мне в этом фильме понравилось, то что Макмёрфи относился к ним несмотря не на что, как к своим друзьям. Он относился к ним действительно как к нормальным людям. Фильм повествует о бунте главного героя, против ограничения свободы. Он был совершенно здоров и конечно же он не понимал почему ему и его друзьям ограничивают эту свободу. Он пытался противостоять запретам, которые были положены. Как для него это закончилось вы увидите, если посмотрите данную киноленту.

    Вот я сейчас нахожусь под полным впечатлением фильма, и мне так и хочется постоянно писать о гениальности этого киношедевра. Пять оскаров, большинство других номинаций и наград. Поистине более лучшего фильма я боюсь, что никогда уже не увижу. Особенно если сравнить с нынешним кинематографом. Есть конечно ему подобные по гениальности фильмы, но лучше точно нет. Прекрасная актерская игра, гениальный сюжет взятый из не менее гениальной книги. Все в этом фильме прекрасно. И даже не смотря на то, что фильм так долго идет, уверяю вас смотрится он на одном дыхании. Фильм не дает заскучать. И он действительно заставляет полностью погрузиться в него.

    Итак в центре внимания у нас Рэндл Макмёрфи. Он преступник и что бы «откосить» от наказания он прикидывается сумасшедшим и его в связи с этим помещают для обследования в психиатрическую клинику. И вот наслаждаясь этой относительной свободой он вдруг сталкивается с деспотичной старшей медсестрой Милдред Рэтчед. Рэнделу сразу же начинает не нравится, то как Рэтчед подавляет своих пациентов и он затевает своеобразный бунт против нее и в целом всей системы. Он начинает показывать своим друзьям свободу. Он пытается внушить этим психически больным людям, то что они вполне нормальные и способны жить нормальной человеческой жизнь. Вот в это время и начинается война между Макмёрфи и Рэтчед. Интересно.

    Я влюбилась в Джека Николса после фильма «Сияние». Ту роль он отыграл так, что мурашки по коже пробегали только от одного его вида. Но эта роль… Она точно самая лучшая в его карьере. Он лучший. Таких как он нет. Он настолько заставляет верить в своего героя, что по большому счету в фильм погружаешься из-за него. Его мимика. Это что-то невообразимое. Ему даже не надо психом притворяться, он и так на него похож. Скорей всего это и есть главный признак его гениальности. Луиза Флетчер. Её я до роли в этом фильме нигде не видела, но отыграла она ее отлично. Все это хладнокровие и без эмоциональность на ее лица заставляла ненавидеть ее персонажа. Свою статуэтку она взяла заслужена. Впрочем как и Николсон. В фильме все сыграла превосходно, но отметить также хочется и Дэнни Де Вито. Я его когда первый раз увидела в фильме вообще не узнала. Эта роль точно одна из его лучших.

    Итог: фильм «Пролетая над гнездом кукушки» это гениальный фильм. Я считаю, что его в своей жизни должен посмотреть каждый зритель. Лучше этого фильме не найдется, ни какого другого. В фильме есть все. Он идеален. Ничего лишнего, все уместно. Я влюбилась в этот фильм, это классика на века. И я Вам очень советую посмотреть этот фильм. Если вы все-таки не захотите смотреть данную кинокартину, то уверяю вас вы очень многое потеряете. А я как обычно желаю вам приятного просмотра.

    10 из 10

    22 апреля 2011 | 17:22

    Как же мы любим прятаться в маленькой, тихой, закупоренной комнатке и скрываться от большого, копящегося мира. Каждый человек ценит свободу, но порой боится её… А её опасаться вовсе не надо. Как грустно, когда люди боятся свободы и сидят в этой комнате по собственной воле. Они не видят преимущества всей этой многогранной жизни. И это грустно…

    Фильм Формана — это не просто картина о психически больных людях. Это фильм о большой системе общества, которая загнала даже вполне здоровых людей в лечебницу.

    Брать от жизни всё нужно ещё научиться. Научился Макмёрфи — негодяй и преступник. Но что же, казалось, может дать такой подонок, как он людям, скрывающихся под толстым одеялом? Свободолюбивый, неординарный, задорный, остроумный бунтарь показывает этим людям, насколько же ценна свобода. Система же указывает на ничтожность людей, их зависимость и покорность. Пошли её к черту, и ты увидишь, как перед тобой разрушается стена диктата и тотального уничтожения.

    Не дай им сделать себя овощем на грядке! Макмёрфи не дал им это сделать не с собой, не с остальными пациентами клиники. Все почерпнули от него идею свободного полёта. Мир безумен, но безумен ты в сто раз больше, если не летаешь по нему вольной птицей…

    10 из 10

    4 декабря 2010 | 00:51

    Во время просмотра фильма приятельница сказала: «Я до сих пор не поняла, почему же фильм так назван». И тут я задумалась.

    А ведь и правда, отчего? Первый образ, возникший перед глазами — пустое гнездо, столь неприметное и одинокое. Герои фильма, подобно птенцам, брошены на произвол судьбы, отвергнуты «здоровым» обществом, для них нет места в привычном нам мире, отчего они создают свой, собственный, хоть и не слишком уютный, но в каком-то смысле домашний уголок. Лишенные бытовых радостей и развлечений, таких как просмотр бейсбола, близость с девушкой, дружелюбное отношение, герои вынуждены воссоздавать атмосферу всего этого самостоятельно, что, надо сказать, им вполне удается.

    Уделяя внимание каждой детали фильма, осознаешь, что задумка истории действительно оправдана названием, все гармонично, все слажено.

    P.S. Фильм произвел необычайно глубокое впечатление, готова пересматривать вновь и вновь.

    13 октября 2013 | 00:42

    Нет у кукушки гнезда, но дело ее живет: птенцы поселяются в разных гнездах и стараются выжить. Также порой и люди чувствуют себя чужими в родном краю, есть и другие, которые вроде свои в родном краю. Но только край тот не всегда благосклонен принять их такими, какие они есть: разными и своеобразными. А старается стандартизировать, подчинить своей воле, назначить правила и распорядки, загнать в какие-то рамки. Не всегда полезные или нужные, а, наоборот, в те, которые ломают человека, убивают в нем лучшее — чувства и желание творить, любить и просто жить.

    Но пока есть люди, для которых слово свобода еще что-то значит, за мир можно оставаться спокойным. В мире есть еще что-то яркое и жаркое как огонь, способное воспламенять и поджигать ненужные устои и разжигать все больше и сильнее и что-то быстрое и всепроникающее как ветер, способное раздуть пламя, распространиться быстро и далеко. То, что порой воспринимается как бунтовство, нежелание жить «по-нормальному» как все, но то, что порой и есть настоящая жизнь. В данном фильме режиссер Милош Форман можно сказать сжимает мир до размеров психбольницы. Но не сжимает суть: есть правила и распорядки и есть наказания в случае их невыполнения.

    А также есть персонажи. Все разнообразные, представляющие разных по характеру и образу жизни людей. Картина в этом плане примечательна, на мой взгляд, как минимум двумя вещами: часть ролей исполнили настоящие пациенты психбольниц. Второе: первые работы в большом кино, но от этого не получившиеся плохими, а наоборот достойными и запоминающимися, следующих актеров: Дэнни Де Вито, Кристофер Ллойд, Брэд Дуриф. Также отмечу запоминающегося и можно сказать постоянного второпланового актера у Формана Винсента Скьявелли и тот самый огонь, который потаенный и скрытый, но стоит его раздуть и он способен разгореться сам и повлиять на других — вождь Бромден в исполнении Уилла Сэмпсона. Но помимо всех перечисленных, запоминающихся, разнообразных и мощных работ, есть еще две основные, «глыбы», на которых строится главное противостояние: яркий и дерзкий, бунтарь, человек, который олицетворяет слово свобода в отличном исполнении Джека Николсона и та самая система, жесткая, «правильная» и бескомпромиссная Луиза Флетчер. Они оба заслуженно получили за свои работы по Оскару.

    Также как и фильм, получивший кучу наград, в том числе «пять основных Оскаров». Но и опуская их, кино действительно мощное и достойное. Здесь и «нужная» идея о свободе, борьбе и настоящей жизни, без лишних рамок и границ, с чувствами и желаниями. Достойное музыкальное сопровождение и визуальный ряд. А также главное достоинство фильма — шикарные актерские работы, и основные, и второплановые. А еще картина актуальна была и в свое время, остается таковой и сейчас и применима не только к психбольницам, но и ко многим другим учреждениям, устанавливающим правила и порядки, стандартизирующих людей, лишающих возможности творить и жить. Живите и живите свободными.

    10 из 10

    17 декабря 2010 | 19:34

    1) Философский конфликт.

    Не знаю как вам, а мне это фильм напомнил пьесу Максима Горького «На дне». Только вместо ночлежки у нас показана психиатрическая клиника, а вместо самих ночлежников — пациенты этой больницы. Странником Лукой в этом фильме был Р. П. Макмёрфи.

    Их объединяет одно, то, что все не совсем адекватные люди, не совсем здоровые, но даже в таком положении они смогли сохранить определённые высшие ценности: любовь, дружбу, поддержку. Эти качества всегда у них были, но смогли раскрыться только с приходом Рэндла. Он дал каждому понять, что своё мнение должно быть. Пусть даже в таких условиях его и нелегко высказывать.

    Как и в пьесе, Макмёрфи становится для пациентов чем-то вроде надежды для безнадёжных. Неким плацебо. Ведь все всё прекрасно понимали: и про свой социальный статус и про своё безвыходное положение. Но иногда лучше просто поверить в иллюзию, и жизнь станет уже не такой плохой, как кажется. Тогда и внутри снова загорается огонь, который и даёт силы двигаться дальше.

    2) Психологический конфликт.

    То общество, куда попал Рэндл, не рассчитано на людей, у которых есть своя точка зрения. Такая среда убивает саму суть человека как личности. Но этот конфликт далеко не новый, а Макмёрфи не первый герой, решившийся противопоставить себя всему остальному обществу. Похожие ситуации описывали Тургенев, Грибоедов, Оруэлл, Чехов, Маяковский. И в половине этих произведений побеждало именно общество.

    Рэндл Патрик решает прогнуть эту среду под себя, решает исправить её. Но это было трудно. В особенности по началу, когда люди, привыкшие уже к такому режиму, смотрят на твои усилия с недоумением.

    И пусть у Макмёрфи толком ничего и не вышло. Он не смог поправить систему, не смог помочь всем. Но он изменил жизнь хоть немногим. И поэтому попытку можно считать успешной.

    Этот фильм не надо смотреть тем, кто думает, что это просто драма. Нет, это далеко не так. Этот фильм уникален. У Формана получилось снять картину, которая бьёт прямо в сердце, не проходя через мозг. Спасибо Джеку Николсону за столь чудесное и, главное, удачное перевоплощение в Рэндла. Весь фильм ощущаешь себя ещё одним пациентом клиники, переживая все те эмоции, которые переживают и герои.

    Не это ли самая большая награда для режиссёра?

    P.S. Не давайте обществу заглушить в вас личность.

    10 из 10

    18 января 2012 | 15:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 299 руб.
    Blu-Ray, 1350 руб.
    книга, 611 руб.
    подробнее

    Новости


    Легендарный продюсер, всегда следовавший правилу «меньше да лучше», четырехкратный лауреат «Оскара» Сол Заенц умер в возрасте 92 лет. Без него не состоялись бы такие картины, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей» и «Английский пациент». Также он владел компанией Middle-Earth Enterprises, отвечавшей за экранизации «Властелина колец» и «Хоббита». (...)
     
    все новости

    Интервью


    28 марта Александру Митте исполнилось 80 лет. В преддверии юбилея режиссер рассказал КиноПоиску о новой картине «Шагал — Малевич», в которой попытался объединить два разных направления своего творчества, поделился соображениями о том, как государство может помочь российскому кино, и вспомнил времена, когда сам был студентом. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу трэш-боевика Роберта Родригеса «Мачете убивает», в котором герою Дэнни Трехо приходится дать бой целому ряду смертоносных девиц, КиноПоиск вспоминает самых примечательных злодеек в кинематографе — от сестры Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки» до пожирательницы смерти Беллатрисы Лестрейндж в «Гарри Поттере». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В Москве вовсю идет фестиваль нового чешского кино CZECH IN, отчего мы решили устроить легкую пробежку по наследию кинематографа этой страны и выявить кое-какие его параллели с более свежей национальной кинопродукцией. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    180.Ип МанYip Man8.149
    181.Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind8.148
    182.Лис и пёсThe Fox and the Hound8.146
    183.ЦиркThe Circus8.144
    184.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.143
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Самый опасный человекA Most Wanted Man92.74%
    32.БивеньTusk92.64%
    33.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.56%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.54%
    35.Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep92.53%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ГераклHercules4
    КайтKite8
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here1
    Долгая помолвкаUn long dimanche de fiançailles54
    ДивергентDivergent103
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.539
    ГераклHercules6.360
    Домашнее видеоSex Tape5.627
    Король сафариKhumba5.854
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.676
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры