всё о любом фильме:

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo's Nest
год
страна
слоган«If he's crazy, what does that make you?»
режиссерМилош Форман
сценарийЛоренс Хаубен, Бо Голдмэн, Кен Кизи, ...
продюсерМайкл Дуглас, Сол Заенц, Мартин Финк
операторХаскелл Уэкслер
композиторДжек Ницше
художникПол Силберт, Эдвин О’Донован, Эджи Джерард Роджерс
монтажШелдон Кан, Линзи Клингмэн
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  53.7 млн,    Великобритания  9.65 млн,    Германия  6.43 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (4):
Сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, Рэндл Патрик МакМерфи попадает в психиатрическую клинику, где почти безраздельным хозяином является жестокосердная сестра Милдред Рэтчед. МакМерфи поражается тому, что прочие пациенты смирились с существующим положением вещей, а некоторые — даже сознательно пришли в лечебницу, прячась от пугающего внешнего мира. И решается на бунт. В одиночку.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (598 520)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
55 + 3 = 58
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (One Flew Over the Cuckoo`s Nest, 1962).
    • Большинство статистов на самом деле являлись душевнобольными. Каждому члену съемочной команды выделили по 2-3 пациента для того, чтобы они успели найти с больными людьми что-то похожее на взаимопонимание.
    • Самым сложным моментом создания фильма явилось то, что ни одна серьезная киностудия не хотела браться за столь сомнительный проект. Кирк Дуглас встретил Милоша Формана в Праге, где рассказал ему о своих планах и сразу же предложил ему стать режиссером.
    • Кен Кизи написал свою книгу под впечатлением от работы в Калифорнийском госпитале для ветеранов.
    • Правами на экранизацию долгое время владел Кирк Дуглас, но в итоге запуском проекта занялся его сын, не менее знаменитый Майкл Дуглас. Тем не менее, Кирк сохранил за собой право на получение процента от прибыли.
    • Среди соискателей роли Рэндл Патрика МакМерфи числились такие знаменитые актеры как Джеймс Каан, Марлон Брандо, Джин Хэкмен и Берт Рейнольдс. В конечном итоге роль предложили Джеку Николсону.
    • Кирк Дуглас хотел получить одну из ролей, однако к тому моменту, когда был запущен проект, он слишком сильно постарел.
    • Кен Кизи, автор одноименной книги, написал сценарий к фильму, однако тот пришелся не по вкусу Форману, так как повествование велось от имени Бромдена. После этого обиженный Кен заявил, что никогда не станет смотреть экранизацию собственной новеллы «в столь извращенном виде». Более того, он даже подавал в суд на продюсеров картины, однако его иск был отклонен.
    • Много лет спустя Кен Кизи лежал в собственной кровати, переключая ТВ-каналы в поисках интересного зрелища. Неожиданно он натолкнулся на довольно любопытный фильм. Лишь по прошествии нескольких минут он понял, что же это за картина, и тут же переключил на другой канал.
    • Луиза Флетчер получила роль лишь за неделю до начала съемок. Этому событию предшествовало около шести месяцев непрерывных кинопроб. Милош Форман никак не мог решиться взять в проект эту актрису, однако после просмотра других кандидаток снова и снова приглашал Луизу на пробы, пока наконец не принял окончательное решение.
    • Кроме Луизы Флетчер на роль сиделки Милдред Ретчед претендовали Энн Бэнкрофт и Эллен Бёрстин.
    • Перед тем как начать съемочный процесс Милош Форман собрал всю съемочную команду и продемонстрировал им фильм «Безумцы Титиката» (1967).
    • За исключением сцены рыбной ловли (ее отсняли в последнюю очередь), вся картина снималась последовательно. Сцену рыбалки снимали в самой маленькой гавани в мире, располагающейся в Орегоне.
    • В данном фильме на большом экране дебютировали Брэд Дуриф (известный прежде всего голосом куклы-убийцы Чаки в фильме 1988 года «Детские игры») и Кристофер Ллойд (доктор Браун из фильма 1985 года «Назад в будущее»).
    • Фильм Милоша Формана стал вторым в истории, отхватившем все самые значимые награды на церемонии Оскара: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
    • На протяжении всего процесса съемок актер Уильям Редфилд был тяжело болен. Спустя несколько месяцев после завершения работы над проектом Уильям скончался.
    • Форман не хотел снимать сцену рыбалки вообще, поскольку полагал, что она разрушит ощущение замкнутости пациентов в пространстве лечебницы.
    • Уилл Сэмпсон спорил с Форманом по поводу концепции роли Вождя Бромдена и сыграл-таки её по-своему.
    • В английском языке существует устойчивое выражение «гнездо кукушки», переводящиеся как больница для психически больных.
    • Александр Морфов поставил спектакль «Затмение» по роману «Над кукушкиным гнездом» в театре «Ленком».
    • еще 17 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Быстро ставшая легендарной картина чешского иммигранта Милоша Формана, всего вторая по счёту в его американской карьере, не только завоевала пять основных «Оскаров» (за фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, главные мужскую и женскую роли), что произошло лишь во второй раз в истории Киноакадемии, спустя 40 лет после триумфа романтической комедии «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Лента Формана, которую, наверно, можно отнести к жанру трагикомедии, также пользовалась громадным успехом в кинопрокате США (её посмотрели почти 55 млн. человек!) и по-прежнему популярна у обычных зрителей практически во всех странах мира, что подтверждает наличие редких случаев универсальности воздействия ряда кинопроизведений, воспринимаемых на «ура» и критиками, и профессионалами, и массовой аудиторией. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4076 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Перед тем, как высказывать своё мнение на счёт этого фильма, хочу отметить, что книгу я читала, и она меня не оставила равнодушной, следовательно захотелось увидеть, как её понял и как воплотил на экран человек, у которого были на то возможности. Несмотря на то, что поклонники книги высказываются в основном негативно, мне всё-таки кажется, что звание шедевра и классики кинематографа за творением закреплено заслуженно. Причём и как самодостаточного фильма, и как экранизации.

    Прежде чем клеймить автора «Пролетая над гнездом кукушки» в том, что он уничтожил многослойность проблем и интерпретаций, которые присущи книге Кизи, предлагаю посмотреть этот состоявшийся факт немного под другим углом. Режиссёр сделал акцент на одной из многочисленных проблем, и получился как бы эффект увеличительного стекла. Поэтому сравнивать книгу в этом ключе, на мой взгляд, тоже самое, что сравнивать картину импрессиониста с реалистом.

    Джек Николсон бесподобно воплотил образ бунтаря, который борется против системы; поразительного персонажа создал и Дэнни Дэвито. Однако не совсем согласна с утверждением аннотации фильма, где Старшая сестра определена как один из самых страшных злодеев. Это изначально ориентирует зрителя на нечто предельно кровожадное и жестокое, а видя перед собой обыкновенную чёрствую тётеньку, без малейшего намёка на юмор и фантазию, разочаровывается. Но не следует рассматривать это как минус, ведь созданный актрисой образ механического создания, которое просто не способно на чувства, воплощение сурового закона и сухих правил, из которых вычёркивается понятие личности, ничуть не менее сильный.

    Таким образом, присоединяясь к остальным авторам положительных рецензий, считаю, что фильм заслуживает высочайшей оценки, и советую для просмотра и тем уто читал книгу, и тем кто её не читал.



    9 из 10


    И приятного просмотра!

    24 декабря 2010 | 00:57

    Что можно написать о фильме, к которому уже написаны десятки хвалебных рецензий и отзывов? Гениальнейшее творение, классика мирового кинематографа и т. д. и в таком духе.. Но если задать вопрос, что олицетворяет собой герой Рэндла Патрика Макмерфи для каждого из нас? Стремление к свободе, образ одиночки, противостоящего толпе? На мой взгляд, каждый находит для себя свой, особый смысл в этом фильме.

    Как спросил один из пациентов на сеансе групповой психотерапии: «А разве быть одиноким опасно для здоровья?» И эти слова имеют прямое отношение к тому, что происходит с главным героем в конце. Не имея возможности противостоять системе, он превращается в одного из больничных «овощей» после перенесенной лоботомии.

    Особое место в картине занимает медсестра Рэтчед, являющая собой, так сказать олицетворение зла, антипод положительного главного героя. Но ведь, она просто выполняет свою работу, ведь она одна из тех людей, на чью долю выпала работа в психиатрической клинике, влияющая на психику даже самого стрессоустойчивого человека. Правда сестра Рэтчед считает, что делая свою работу, она действительно помогает несчастным больным. И в конце фильма доводит своей «помощью» до самоубийства Билли Биббита, что становится последней каплей для нашего главного героя, который в приступе ярости бросается на Рэтчед, отчаянно пытаясь ее задушить. Естественно мы, зрители, внутренне аплодируем и в глубине души желаем, чтобы ему это удалось, но увы Макмерфи терпит поражение в неравной схватке с членами персонала клиники, которые опять же, «просто выполняют свою работу».

    Рэндл Макмерфи стал своего рода глотком свежего воздуха свободы для пациентов отделения, он показал им другую, совершенно новую жизнь, от которой они успели отвыкнуть за годы, проведенные в лечебнице. В судьбе одного из них, Вождя, встреча с Макмерфи становится решающей, он бежит из психиатрической клиники. Торжество свободы, хотя бы одному пациенту удалось сбежать, ликуем мы. Можно по-разному смотреть на каждого из героев, каждого можно осуждать или оправдывать одновременно, но все же мне почему-то жаль одинокого бунтаря Макмерфи, чей полет над гнездом кукушки так несправедливо оборвался.

    10 из 10

    1 декабря 2013 | 22:04

    Очень долго откладывала просмотр фильма, написанного по знаменитому одноименному роману Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Откладывала, потому что не верила, что старое кино сможет чем то удивить. В итоге, оказалась очень довольна просмотром фильма. И, несмотря на то, что жанр драма, фильм пронизывают веселые сцены из общества сумасшедших.

    Интересно наблюдать за главным героем — молодым Джеком Николсоном. В то время как профессора решают опасен ли он, болен ли или просто притворяется, наш герой показывает всем, что человек с бескрайней фантазией, смекалкой и буйной душой вовсе не всегда оказывается душевнобольным.

    МакМерфи (главный герой) доказывает, что это всего лишь другой мир, невидимый другой стороне в белых халатах, что скучно жить просто серьезной жизнью, что все решаемо с помощью смекалки, а не агрессии и душевнобольные всего лишь дети, живущие в своем мире фантазий…

    Кинокартина не требует никаких философски размышлений как книга, она просто приятна к просмотру, поднимая настроение зрителю.

    10 из 10

    31 октября 2012 | 13:56

    Доброго всем времени суток!

    Уважаемые киноманы, Вы здесь в поисках отклика на один из самых титулованных фильмов в истории кино, а эта рецензия отрицательна. Пока свежи впечатления, объясню почему так.

    Сразу хочу заметить, что книгу читала, но здесь буду оценивать именно фильм.

    Один из самых важных критериев в оценке любого фильма для меня — это динамика сюжета. Как ни крути, а кино должно быть интересным, пусть даже оно размеренное или монотонное, но цвет могут добавить диалоги или музыка. «Полет над гнездом кукушки» кино нединамичное, сюжет напичкан ненужными событиями, собственно их ненужность ощущается очень остро. На интуитивном уровне то, что кино будет затянутым и скучным, можно понять на первых минутах просмотра.

    Второй важнейший фактор — нить повествования. Она напрочь отсутствует, во многом благодаря этим же ненужным сюжетным линиям. Однако многое остается непонятным, как например выезд на рыбалку — почему санитары спокойно выпустили пациентов, а затем их искали на вертолётах? Как понять то, что большинство пациентов находятся на лечении по собственной воле и могут уйти когда хотят? Зачем тогда им выдают лекарства и проводят беседы? Довольно часто фильмы создают такое впечатление, и в финале паззл складывается, но увы не здесь.

    Третий решающий фактор — персонажи. По порядку. МакМерфи предстает перед нами как преступник, который банально притворяется сумасшедшим, чтобы не загреметь за решетку. Его действия (голосование за просмотр матча, рыбалка) мотивированы исключительно эгоистическими соображениями. МакМерфи явно считает себя выше пациентов больницы, и ведёт себя соответствующе, хотя абсолютно неоправданно. Старшая сестра Ретчед вовсе не создает впечатления «жестокосердной», а лишь строго придерживается установленного порядка. Она скорее избегает конфликтов, чем провоцирует их, а потому её невозможно назвать главным антагонистом фильма. Вождь — вот интересный персонаж, но зрителю не объяснили почему же он притворяется глухоненым и почему он в больнице, что значительно утрудняет понимание его действий. В целом персонажи совсем не проработаны, цельности образов также не наблюдается.

    Четвертое и самое главное — идея. Как я понимаю, больница — это модель нашего общества, где есть обычные люди (то бишь пациенты) и те, кто наделён властью в разной мере (персонал). «Революционером» представлен МакМерфи, олицетворяя рвение к свободе. Пациенты же, напротив, не хотят ничего менять. Главный недостаток фильма — отсутствие чётко видимых недостатков жизни в больнице, причин стремиться на волю. Будет ли обыватель желать что-то изменить, если его и так все устраивает? Очевидно, нет. МакМерфи в фильме обычный смутьян, он презирает правила и наказан за это.

    Почему «Большая пятерка» Оскаров досталась этому фильму, является очевидным — их принесла книга, а не фильм. Роман Кизи и его экранизацию разделяет бездонная пропасть. Отношение самого Кизи к ленте понятно.

    Поэтому искренне рекомендую книгу из-за её идеи, а фильм для оценки заслуженности небывалого количества статуэток.

    4 из 10

    30 мая 2013 | 09:26

    Наконец-то. Наконец-то у меня дошли руки до этого неоспоримого и устоявшегося уже в киношной вечности шедевра Милоша Формана. Первое, что хочется сказать (еще не о деталях, а о целом) — этот фильм сразу же ворвался в тройку картин, произведших на меня, как бы это банально ни звучало, неизгладимое впеатление. До этого дня в подобном топе у меня были «Зеленая миля» и «Игры разума». Теперь, с «Пролетая над гнездом кукушки», тройка приобрела законченный вид. Думаю, очень на долгое время…

    - Думаете, у вас с головой не все в порядке?
    - Ничего подобного, док. Я — чертов гений современной науки.


    Джек Николсон. Вы знаете, это такой актер… кого ни спроси — он вам расскажет про то, что смотрел фильмов десять с участием Николсона. То же касается и меня. Но я не смотрел до этого дня его главной картины (только не говорите, что он где-то сыграл еще лучше!). Для меня всегда непреодолимым гением актерства был Аль Пачино — его игра глазами, жестами, нутром мне всегда казалась идеалом того, как в этой профессии нужно жить, развиваться и реализовывать себя, но ролью МакМерфи Джек Николсон если не задвигает Аль Пачино в ящик, то очень сильно потрясает основы моих представлений об актерах.

    Игру Николсона очень сложно назвать игрой. Игра — это всегда, хоть на чуточку, — наигранность. В проживании Николсоном роли МакМерфи нет ни грамма наигранности. Я порой терялся в ощущенческих реальностях: кто кого играет — Николсон МакМерфи или МакМерфи Николсона? Демоническая улыбка и чуть из-под лобия взгляд Николсона — это просто вынос мозга, ураган, тайфун и песчаная буря в одном флаконе.

    - Мой отец был большой. Он вёл себя так как хотел. Вот почему с ним поработали. Последний раз когда я его видел он был слепой и едва держался на ногах от спиртного. Каждый раз, когда он прикладывался к бутылке она выпивала его, а не он её. Он так высох и пожелтел что его не узнавали собаки.

    Актеры. В той фатальной попытке МакМерфи задушить сестру Рэтчед я вместе с героем Николсона душил воздух(если бы в ту минуту кто-то подвернулся бы под руку…) стараясь придушить стервозную непроницаемую непробиваемую систему, выраженную в лице одной только санитарки… Луиза Флетчер, спасибо, я нашел для себя идеал женского антигероя на века!

    Вся группа «психов» — это настоящий сложно организованный и сложно сыгранный, но легко и на веру воспринимаемый ансамбль. Обижаемый женою Хардинг, застенчивый и заикающийся Билли, мягкий и послушный Мартини, чуть нахальный Тэйбет, психованный Чессвик, скалоподобный вождь Бродмэн и остальные — все они создают удивительно тонкую и непередаваемую симфонию.

    Текст. Читать, немедленно читать One Flew Over the Cuckoo`s Nest Кена Кизи. И пусть в фильме все очень и очень трансформировано, текст, наверняка, гениальный. Не может проходной текст рождать такие шедевры, цеплять таких гениев, как Форман. Из сценария хочется цитировать едва ли не каждую строчку — и все равно этого будет мало.

    - Чтобы спастись, нужно всего лишь начать действовать.

    Режиссура. Послушайте, Форман не состоял на учете в психдиспансере? Нет, ну я просто не верю, что непричастный к этой системе человек способен вот так не то чтобы правдиво, но культового и затягивающе изобразить изнанку системы, которая призвана лечить людей, и которая по сути их калечит еще больше. Это блеск. Инода я просто ежился от того, что мне казалось — кругом психи, они обступают меня… Горькая ирония фильма еще и в этом — кругом ведь действительно по большей части психи, только теперь они гуляют на свободе…

    Музыка. Достаточно назвать фамилию композитора — Джек Ницше — и все станет ясно. В этой фамилии есть что-то такое, согласитесь? Подобного своему знаменитому однофамильцу Джек Ницше, такое чувство, не только сопровождает видеоряд своей музыкой, как это бывает в большинстве случаев, но и проводит какое-то психологическое исследование, причем объектами этого исследования становятся не только «психи» из кино, но и зрители — по ту сторону экрана. Словно бы спонтанно возникающая в тех или иных местах музыка Ницше очень точно знает, где и когда ей стоит выйти на авансцену, а где — уйти в кулисы.

    Философия фильма. Ею тут можно захлебнуться, в ней можно купаться, ею можно наслаждаться и в ней же, как в тонизирующем растворе, можно подержать чуток свои мозги.

    - Вы каждый день ноете как вам здесь тяжело и невыносимо, но вы ничего не делаете, чтобы все изменить, чтобы выбраться отсюда.

    Финал. Он чуть не свел меня с ума, честно. Я тупо пялился в экран еще минут десять после того, как побежали титры, а потом понял, что только со смертью от рук Вождя отторгнутый, буквально срыгнутый обществом и перемолотый системой кукушонок МакМерфи обрел покой…

    - Теперь у нас получится, Мак. Я чувствую себя большим, как гора.

    Словом, если вас не заставит думать и чувствовать «Пролетая над гнездом кукушки», то вы — мертвы…
    стопиццот из 10
    P.S. О чем задумался МакМерфи у открытого окна?
    P.S.S. Люди на Кинопоиске, вам не стыдно? 8,5 — средняя оценка. Вы серьезно??

    9 августа 2012 | 18:15

    Пятнадцать лет, после первого прочтения книги Кизи, не мог себя заставить посмотреть фильм. Покупал его на кассетах, DVD, скачивал с разным качеством, стирал, опять скачивал… Книгу за это время перечитал раз пять. И не укладывалось у меня, как это можно снять. И Николсон, с его замечательными, но однообразными ужимками, не казался мне МакМерфи (Ньюмена бы…). И Кизи, думалось, не зря на Милоша Формана в суд подавал.

    Вот посмотрел. Согласен с Кизи. Упростили до безобразия. Вместо бунтаря против Системы МакМерфи видим алкаша и мелкого хулигана, который способен на протест лишь спонтанно, под влиянием импульса и поганого характера, но не в силу своего мировоззрения. Сестра Рэтчет не воплощение зла, а лишь старая дева, любящая порядок (довольно симпатичный персонаж вообще получился). Некоторое злоупотребление властью? Кто этим не грешен-то? Милые дружелюбные санитары — откуда?. Вождь «Швабра» Бромден вообще задвинут на второй план. Воздействие на сознание и подсознание книги и фильма сравнивать не приходится — Форман снял бытовуху по психоделическому шедевру. Имеем бытописание жизни в дурке. Ну актеры неплохо сыграли, в рамках сценария. Де Вито и Кристофер Ллойд порадовали молодым видом и нетипичными образами. Но в целом — гамбургер из Макдональдса вместо стейка, табачок вместо анаши.

    Вот у нас так же «экранизировали» «Москва-Петушки» с Маковецким. Дерьмище страшное. Апофеозом было бы, в тему, если б Федя Бондарчук снял Веничкину же «Вальпургиеву ночь, или Шаги Командора» с Сержем Безруковым в главной роли.

    4 из 10

    19 мая 2009 | 09:59

    Диалектика, исследуемая в среде психиатрической лечебницы, предполагает неоднозначность. А Рэтчед признана одним из самых ужасных злодеев киноиндустрии, словно нельзя перестать цепляться за рамки классической традиции деления на положительных и отрицательных героев, это свидетельство об ограниченности взгляда, на что вряд ли автор рассчитывал, создавая фильм. А расхожее выражение «бунтарь против системы» вообще растеряло весь свой смысл при тиражированном употреблении когда попало, здесь оно не будет уместным, так как некоторые поступки МакМерфи продиктованы собственным эгоизмом, например желание посмотреть чемпионат.

    МакМерфи — преступник, симулирующий сумасшествие, но именно он и внушает уверенность Вождю, помогает Билли, устраивает для больных развлечения. Рэтчед же противостоит ему, когда он выходит за недопустимые для нее границы — похитить автобус с больными и увезти их, привести в лечебницу проституток, напоить всех, устроить драку. Она выступает за соблюдение правил и, как ей кажется, она действует лишь во благо больных, хотя и не осознает свою излишнюю жесткость. Желание привнести благое, которое оборачивается своей противоположностью — вот в чем схожесть их характеров. Хотя недостаток изображения образа медсестры в том, что Рэтчед — лишь такая, какая она есть в глазах больных, поэтому характер ее не раскрыт. Поэтому герои слишком неоднозначны, и они не нуждаются в штампах при характеристике, их диалектичность это не предполагает.

    И еще один важный момент — личная позиция: автор указывает на абсурдность вмешательства такого типа как электрошок и лоботомия, которые превращают героя в существо, которое хуже чем «заводной апельсин», без выбора, без воли, без разума.

    С финалом в этот замкнутый парадоксальный мир привнесен диссонанс — Вождь сбегает, разбив окно. Но познакомиться с этим миром поближе стоит, посмотрев фильм.

    6 февраля 2012 | 18:26

    «Пролетая над гнездом кукушки» — картина, заслужившая за без малого 40 лет статус классики и заполучившая в 1976 году премию «Оскар» во всех основных номинациях (Лучший фильм, Лучшая мужская роль, Лучшая женская роль, Лучший режиссер и Лучший адаптированный сценарий), став всего лишь вторым фильмом за всю историю кинематографа, которому удалось достигнуть такого успеха. Подобные ленты и критиковать простому зрителю, казалось бы, не с руки. Однако порой возникает вопрос, не вызвано ли такое всеобщее признание фильма не столько его художественной ценностью, сколько первоисточником. Роман «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи входит в список лучших англоязычных романов и является знаковым для поколения 60-х, являясь гимном свободе и борьбе против антиутопичной и на корню душащей личность системы. Рассматривая картину именно под этим углом, я как зритель не совсем поняла акценты, расставленные в картине, которые, к сожалению, сводят на нет главные мотивы романа.

    Наблюдая в центре повествования противостояние Рэндла Макмерфи (Джек Николсон) и сестры Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер), зритель вправе рассчитывать на формирование образов главных героев как символов Глашатая свободы и собственно самой Системы, представляющей собой абсолютное зло, не заслуживающее ни единого слова в свое оправдание. Однако на деле образ сестры Милдред не вызвал у меня подобной лютой ненависти ни на минуту. Все, чего пытается добиться от нее Рэндл, представляет собой лишь удовлетворение его сиюминутных эгоистичных потребностей в развлечении и забавах. Но психиатрическая лечебница отнюдь не гостиница или курорт, это серьезное государственное учреждение, чьей основной задачей является не увеселение пациентов, а стремление помочь им достичь душевного равновесия. Соблюдение давно заведенного порядка можно считать одним из методов лечения, ведь больные с определенными диагнозами склонны к приступам паники при нарушении знакомого режима. Однако Рэндлу глубоко наплевать на состояние остальных пациентов, его поведение это не бунт во имя каждого. Его можно расценивать как поступки инфантильной личности, предпочитающей всегда уходить от ответственности, как и в случае, когда убегая от правосудия, герой имитирует душевное расстройство. Все, что остается медсестре- это строго стоять на страже своего мнения и, используя имеющуюся в ее руках власть, максимально корректно ставить Рэндла на место, что еще более раздражало уязвленное самолюбие героя Джека Николсона, заставляя выдумывать все новые пакости. Ни разу на экране не довелось увидеть настоящее злоупотребление властью: пациенты не были забиты до полусмерти, их не морили голодом, никак морально не унижали. В чем же тогда можно разглядеть олицетворение тоталитаризма в образе Милдред Рэтчед? В том, что администрация больницы не шла на поводу у больных (которые по-настоящему больны, а не прячутся от окружающего мира, как это описано в романе)? В том, что она стремилась изгнать чужеродный элемент, вносящий хаос своим отвратительным характером? Нет ни одного яркого примера удушающей атмосферы кроме самого замкнутого помещения, в котором в основном проходили действия на экране. Даже если рассматривать трагедию Билли Биббита, то здесь вину скорее стоит переложить на самого Рэндла, затеявшего всю эту вечеринку, зная о суицидальных наклонностях паренька и о строгих порядках больницы.

    Перенеся центр внимания с «Вождя» Бромдена на Рэндла Макмерфи, сценаристы подарили эффект внезапности для зрителей, не читавших роман. Лишь после финала ленты становится понятно, что на самом деле мелкий преступник никогда не был по-настоящему главным героем картины. Он был всего навсего катализатором и спусковым крючком, который должен был пробудить в остальных пациентах волю к жизни и способность противостоять обстоятельствам. Как только ему удалось запустить этот процесс, пусть и таким кровавым путем, хотя бы в одном из обитателей, его миссию можно считать завершенной. Именно финал картины производит самое сильное впечатление, задумка режиссера относительно смены главного действующего лица удачна несмотря на неприятие ее автором романа. Она невольно расслабляет зрителя, заставляя следить за другим героем, тем самым оставляя простор для размышлений, когда финал ленты становится известен.

    Актеры сыграли просто отменно в предложенных им ролях. Джек Николсон в образе альфа-самца, быть может, не вызвал у меня тех эмоций, которые в идеале передает Рэндл Макмерфи, но сыграть столь отвратительного персонажа, и при этом все равно стать символом бунтаря-одиночки- дорогого стоит. Луиза Флетчер предстала на экране словно бесполая каменная стена, на которую раз за разом натыкается Рэндл в своих порывах. Наибольшую симпатию у меня вызвал герой Брэда Дурифа Билли Биббит, ставший жертвой чрезмерно консервативного воспитания, авторитарной матери и чужой битвы за лидерство между Рэндлом и сестрой Милдред.

    «Пролетая над гнездом кукушки»- картина, которая не оправдала моих ожиданий в иллюстрации диктатуры возомнившей себя беспрекословным авторитетом личности и не пробудила симпатий в отношении бунтарского характера главного противника системы. Быть может, дело в том, что за истекшие 40 лет портрет подобного героя-одиночки несколько изменился, но никогда бы не посоветовала никакой оппозиции ничьему мнению в своем поведении ориентироваться на киношного Рэндла Макмерфи, в противном случае возникает риск прослыть обыкновенным самодуром, живущим исключительно на потеху своим прихотям.

    2 марта 2013 | 20:47

    «Катящийся камень мхом не обрастет»…

    «Трудно вырасти чему-либо то на том, что движется»,- интерпретировал эту поговорку главный герой фильма, принимая свою жизнь как есть, ничего не имея, и вследствие этого, не боясь ничего потерять, ибо терять просто нечего. Питер Макмерфи — яркое противопоставление, выделяющийся на общем фоне человек, легко следующий за своими желаниями и устраивающий свою жизнь так, как он того хочет. Когда большинство вокруг просто кричит и топает ножками, ничего при этом не совершая, ОН ДЕЛАЕТ и добивается своих желаний. Но кроме того, что он умеет подстраивать этот мир под себя, в нем есть и еще одна незыблемая в своей человечности черта — он единственный в фильме, кто искренне, пусть и по-своему, думал не только о себе, но и об окружающих. За что заслужил похвалу «Вождя», назвавшего его в одном из центральном диалогов фильма «Большим человеком».

    Убогая лечебница — как отражение реального общества, десятки пронзительно кричащих с экрана социальных проблем и мыслей, каждая из которых проведена пульсирующей чертой через тончайшую сюжетную линию, где мы узнаем себя, сочувствуя «маленьким» людям, испытывающих постоянный страх, неуверенных в себе и убежавших добровольно от общества, где так знакомы эти слова: «Я просто НЕ МОГУ». Четкое деление на «обычных» людей и Макмерфи, как противопоставление им, как личности, который отвечал на «Не МОГУ» своей жизненной позицией «Почему потом? Ты разве занят сейчас или у тебя дела?»; всемогущество человеческого общества, бросив вызов которому втягиваешься в войну, в которой никогда не стать победителем, насыщенное представление дружбы и человеческих отношений в облике нечеловеческой драмы, где предательство, доводящее до самоубийства того, кому помогал изо всех сил, с одной стороны, и искренняя преданность, оказавшая самую главную услугу, избавив от мучений страшного кошмара, с другой.

    И жуткий, яростный финал с тысячей эмоций, таких сильных, что экран телевизора загорался сотней ярких звездочек на расплывающемся фоне заключительных титров… Этот фильм — отлично настроенный, чувствительный микроскоп социума.

    10 из 10

    22 октября 2008 | 21:39

    Уже само название сего фильма носит достаточно символичный характер, ибо «гнездо кукушки» не просто жаргонное американское названия дома для душевнобольных. Это некий символ пустот и отчужденности, ведь гнездо кукушки всегда пустое, в меру привычки этой птицы откладывать яйца в гнезда чужие, бросая на произвел своих птенцов…

    Прекрасная экранизация романа Кена Кизи чешским режиссером Милоша Формана вот уже на протяжении четырех десятков лет остается культовым фильмом. Лента повествует об угнетении личности в рамках общества, поднимающий вопросы свободы, как основного критерия самоидентификации индивидуальности.

    Фильм переносит нас в иную реальность, находящуюся рядом с нами, но все же, остающуюся незамеченной большинством членов общества. Происходящее окунает во всю жестокость реального мира, ограниченного стенами дома для душевно больных. Здесь всем заправляет бесчувственная сестра Милдрэд Рэтчед, отбирая у пациентов остаток их свободы и самовыражения. Но самое интересное, что большинство этих пациентов попали сюда по доброй воле, ибо они гонимы обществом, которое не воспринимает их, и просто прячутся от реальной жизни во внешнем мире.

    И вдруг, словно по волшебству лечебница для душевно больных вдруг воспринимается уже как модель общества, где правят свои жесткие законы и порядки. Сумасшедшим, которые на самом деле такими не являются, придется принять правила подавляющие индивидуальность и выражения свободы либо быть подвергнутым «лечениям» электрошоком, дабы превратится в послушных «безумцев с промытым мозгом». Происходящее выглядит символично и производит очень сильное впечатления.

    Но все меняется, когда в лечебнице появляется некий Рэнди МакМерфи, бунтовщик по натуре, он в одиночку пытается внушить окружающим, что только свобода сможет сделать их полноценными людьми. Рэнди Макмерфи — олицетворения самой свободы, которая и заключается в том, чтоб оставаться собой в любых ситуациях, при этом живя полной жизнью и наслаждаясь каждым моментом. Именно это неудержимое желания и стремления быть свободным заставляет вспыхнуть жажду жизни, в окружающих, пусть и на короткое время.

    Джек Николсон блестяще сыграл роль главного героя, передавая все эмоции, переживания и прекрасно раскрывая его внутренний мир. Его взгляда, безумной улыбки, нескольких реплик хватало для того, чтоб передать всю глубину момента. Вполне заслужено он получил награду «Оскар» за лучшую мужскую роль.

    И все же, как это и бывает в обществе, большинство людей таки не сумели и не смогли распорядиться своей свободой. То, что пытался донести МакМерфи, отвернуло большинство, и только один, казалось бы, самый невзрачный человек, смок осознать истинный смысл слов главного героя. В контексте происходящего, сюжетная линия Вождя (Уилл Сэмпсон) выглядит очень сильно и убедительно.

    Запомнились также актеры второго плана, включая эпизодические роли, которые прекрасно передали образы душевнобольных, сама же атмосфера сумасшедшего дома создает мрачную, будоражащую воображения атмосферу.

    В итоге получился неимоверно сильный по своему эмоциональному окрасу и смысловой глубине фильм, который принесет немало эмоций и впечатления любителям интеллектуального кино. И пусть мнения автора романа и режиссера фильма на порядок вещей расходятся, конечно же, взгляд Милоша Формана имеет право на существования.

    10 из 10

    4 марта 2013 | 03:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 129 руб.
    DVD, 396 руб.
    Blu-Ray, 1350 руб.
    книга, 718 руб.
    подробнее

    Новости


    Легендарный продюсер, всегда следовавший правилу «меньше да лучше», четырехкратный лауреат «Оскара» Сол Заенц умер в возрасте 92 лет. Без него не состоялись бы такие картины, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей» и «Английский пациент». Также он владел компанией Middle-Earth Enterprises, отвечавшей за экранизации «Властелина колец» и «Хоббита». (...)
     
    все новости

    Интервью


    28 марта Александру Митте исполнилось 80 лет. В преддверии юбилея режиссер рассказал КиноПоиску о новой картине «Шагал — Малевич», в которой попытался объединить два разных направления своего творчества, поделился соображениями о том, как государство может помочь российскому кино, и вспомнил времена, когда сам был студентом. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу трэш-боевика Роберта Родригеса «Мачете убивает», в котором герою Дэнни Трехо приходится дать бой целому ряду смертоносных девиц, КиноПоиск вспоминает самых примечательных злодеек в кинематографе — от сестры Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки» до пожирательницы смерти Беллатрисы Лестрейндж в «Гарри Поттере». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В журнале Sight & Sound опубликованы любимые фильмы Федерико Феллини. На первом месте сразу три картины Чарли Чаплина, а на последнем — его собственные «Восемь с половиной». Плюс рекомендации от Акиры Куросавы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    90.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.303
    91.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.297
    92.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.296
    93.АмадейAmadeus8.294
    94.Назад в будущее 2Back to the Future Part II8.290
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.95.14%
    12.Багровый пикCrimson Peak95.07%
    13.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets94.95%
    14.Иррациональный человекIrrational Man94.93%
    15.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.91%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ГенезисGenesis12
    Мрачные тениDark Shadows385
    Ангельские ритмы!Angel Beats!16
    ПробуждениеThe Awakening5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys6.942
    Третий лишний 2Ted 26.387
    ГоловоломкаInside Out8.464
    Мир Юрского периодаJurassic World7.159
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.819
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    ПикселиPixels23.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Вне/себяSelf/less30.07
    премьеры