всё о любом фильме:

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo's Nest
год
страна
слоган«If he's crazy, what does that make you?»
режиссерМилош Форман
сценарийЛоренс Хаубен, Бо Голдмэн, Кен Кизи, ...
продюсерМайкл Дуглас, Сол Заенц, Мартин Финк
операторХаскелл Уэкслер
композиторДжек Ницше
художникПол Силберт, Эдвин О’Донован, Эджи Джерард Роджерс
монтажШелдон Кан, Линзи Клингмэн
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  53.7 млн,    Великобритания  9.65 млн,    Германия  6.43 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (4):
Сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, Рэндл Патрик МакМерфи попадает в психиатрическую клинику, где почти безраздельным хозяином является жестокосердная сестра Милдред Рэтчед. МакМерфи поражается тому, что прочие пациенты смирились с существующим положением вещей, а некоторые — даже сознательно пришли в лечебницу, прячась от пугающего внешнего мира. И решается на бунт. В одиночку.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (663 869)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
55 + 3 = 58
8.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (One Flew Over the Cuckoo`s Nest, 1962).
    • В английском языке существует устойчивое выражение «гнездо кукушки», переводящиеся как больница для психически больных.
    • Перед тем как начать съемочный процесс Милош Форман собрал всю съемочную команду и продемонстрировал им фильм «Безумцы Титиката» (1967).
    • Кен Кизи написал свою книгу под впечатлением от работы в Калифорнийском госпитале для ветеранов.
    • Правами на экранизацию долгое время владел Кирк Дуглас, но в итоге запуском проекта занялся его сын, не менее знаменитый Майкл Дуглас. Тем не менее, Кирк сохранил за собой право на получение процента от прибыли.
    • Среди соискателей роли Рэндл Патрика МакМерфи числились такие знаменитые актеры как Джеймс Каан, Марлон Брандо, Джин Хэкмен и Берт Рейнольдс. В конечном итоге роль предложили Джеку Николсону.
    • Кирк Дуглас хотел получить одну из ролей, однако к тому моменту, когда был запущен проект, он слишком сильно постарел.
    • Самым сложным моментом создания фильма явилось то, что ни одна серьезная киностудия не хотела браться за столь сомнительный проект. Кирк Дуглас встретил Милоша Формана в Праге, где рассказал ему о своих планах и сразу же предложил ему стать режиссером.
    • Кен Кизи, автор одноименной книги, написал сценарий к фильму, однако тот пришелся не по вкусу Форману, так как повествование велось от имени Бромдена. После этого обиженный Кен заявил, что никогда не станет смотреть экранизацию собственной новеллы «в столь извращенном виде». Более того, он даже подавал в суд на продюсеров картины, однако его иск был отклонен.
    • Много лет спустя Кен Кизи лежал в собственной кровати, переключая ТВ-каналы в поисках интересного зрелища. Неожиданно он натолкнулся на довольно любопытный фильм. Лишь по прошествии нескольких минут он понял, что же это за картина, и тут же переключил на другой канал.
    • Большинство статистов на самом деле являлись душевнобольными. Каждому члену съемочной команды выделили по 2-3 пациента для того, чтобы они успели найти с больными людьми что-то похожее на взаимопонимание.
    • Луиза Флетчер получила роль лишь за неделю до начала съемок. Этому событию предшествовало около шести месяцев непрерывных кинопроб. Милош Форман никак не мог решиться взять в проект эту актрису, однако после просмотра других кандидаток снова и снова приглашал Луизу на пробы, пока наконец не принял окончательное решение.
    • Кроме Луизы Флетчер на роль сиделки Милдред Ретчед претендовали Энн Бэнкрофт и Эллен Бёрстин.
    • За исключением сцены рыбной ловли (ее отсняли в последнюю очередь), вся картина снималась последовательно. Сцену рыбалки снимали в самой маленькой гавани в мире, располагающейся в Орегоне.
    • В данном фильме на большом экране дебютировали Брэд Дуриф (известный прежде всего голосом куклы-убийцы Чаки в фильме 1988 года «Детские игры») и Кристофер Ллойд (доктор Браун из фильма 1985 года «Назад в будущее»).
    • Фильм Милоша Формана стал вторым в истории, отхватившим все самые значимые награды на церемонии Оскара: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
    • На протяжении всего процесса съемок актер Уильям Редфилд был тяжело болен. Спустя несколько месяцев после завершения работы над проектом Уильям скончался.
    • Форман не хотел снимать сцену рыбалки вообще, поскольку полагал, что она разрушит ощущение замкнутости пациентов в пространстве лечебницы.
    • Уилл Сэмпсон спорил с Форманом по поводу концепции роли Вождя Бромдена и сыграл-таки её по-своему.
    • Александр Морфов поставил спектакль «Затмение» по роману «Над кукушкиным гнездом» в театре «Ленком».
    • еще 17 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Быстро ставшая легендарной картина чешского иммигранта Милоша Формана, всего вторая по счёту в его американской карьере, не только завоевала пять основных «Оскаров» (за фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, главные мужскую и женскую роли), что произошло лишь во второй раз в истории Киноакадемии, спустя 40 лет после триумфа романтической комедии «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Лента Формана, которую, наверно, можно отнести к жанру трагикомедии, также пользовалась громадным успехом в кинопрокате США (её посмотрели почти 55 млн. человек!) и по-прежнему популярна у обычных зрителей практически во всех странах мира, что подтверждает наличие редких случаев универсальности воздействия ряда кинопроизведений, воспринимаемых на «ура» и критиками, и профессионалами, и массовой аудиторией. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4157 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм «Пролетая над гнездом кукушки», снятый режиссером Милошем Форманом, и выпущенный в свет в 1975 году, мне понравился. Милош — человек из Восточной Европы. Он не в курсе того, что поведение кукушек разных континентов несколько различается. Американская кукушка не подбрасыват яйца в чужие гнезда, но, Кен Кизи, автор книги, стопроцентный американец и о повадках «своих» птиц знать должен. Но он — стопроцентный американец, ему — плевать. На все. И всех. Некогда этот фильм превозносили в Отечестве нашем, как пример победы «надтоталитарного» сознания над любым прочим. Вскоре выяснилось, что тоталитаризм — нечто иное, чем мысли и действия героев фильма Формана. Еще бы! Милош «вырвался» из «ужасающей» Чехии перед 68-м, а «кукушки» американские были испомещены в клинику в 50-е. Мораль: не смотри этот фильм, чтобы не думать о своем прошлом, настоящем и, главное, будущем. Кукушка кричит громче любой птицы, кукушку никто и никогда не убивает, кукушка — самая счастливая птица.

    Но в книге речь ведется от имени индейца, «великого» и «могучего», так называемого вождя. Кизи попытался в книге своей его сделать героем. Но кто же «переиграет» Джека Николсона? Понятно, что никто. Индейский вождь уходит куда-то в «тишину» и «даль». А в противостоянии «белых» побеждают белые. И — где вождь-то?

    В Ливии? Алжире? Бахрейне? Победить идиотку медсестру — не есть подвиг. Переосмыслить систему — не есть достижение. Макмерфи — не герой, ибо мы даже не годимся в подметки ему. Мы не достойны героев. Форман, приехав в Америку, убедился в этом. В который раз, так как следующий его фильм был о Моцарте. Жившем много-много раньше нас.

    В итоге — интересный и незабываемый фильм Милоша Формана, который стоит посмотреть.

    24 февраля 2011 | 14:11

    Пролетая… почему именно пролетая? Ведь гнезда у кукушки по идее вообще быть не должно, она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц, и вить гнездо ей просто незачем. Почему тогда больница сравнивается с гнездом? Может потому, что туда отправляют тех, кто никому не нужен? Но ведь в этом гнезде никто за ними ухаживать не будет, ведь кукушка улетела… И они остаются один на один. Это и показано в фильме. Я, к сожалению, не читала книгу, но после просмотра фильма и чтения отзывов мне очень захотелось ее почитать.

    Хочется отдать должное Джеку Николсону. Я еще ни разу не смотрела фильмы с его участием и только слышала о его плохой репутации с молодыми актрисами. И всегда думала, что он ужасный актер, репутация многое говорит о человеке, но вот когда я посмотрела, как он вжился в роль, хотя может он и не вживался, а был самим собой, я была потрясена. Теперь я закрываю глаза на его репутацию и просто восхищаюсь его талантом.

    Сама идея фильма очень хороша, она актуальна и в наши времена. Она немного соприкасается с идеей Чехова в «Палате N6». То же сравнение заключенных людей. Но в нашей палате хуже, чем в гнезде кукушки. Но это уже другое сравнение.

    Актриса, которая играет медсестру Рэтчед, показала пример, который известен всем. В тихом омуте черти водятся, да еще какие. Злая, забитая, злопамятная, шантажистка… я могу перечислить еще много качеств, которые она передала, но может в душе маленькой частичкой она милая и добрая, она показывается только несколько секунд, но я запомнила этот момент, он был только один раз в фильме.

    И то, что случилось с Билли, это все из-за нее. Когда МакМерфи увидел Билли… Я просто встала и закричала, показывая пальцем на телевизор:

    - Это все она! Это она виновата! — сразу захотелось плакать. Такого поворота в сюжете я никак не ожидала. И еще больше я не ожидала, что «вождь» так поступит с МакМерфи… этот момент остался для меня загадкой. Почему он не мог взять его с собой?

    Ведь он еще живой…

    1 октября 2009 | 18:29

    Очень доброе кино тех времён. И очень жаль, что половина актёров этого фильма уже умерла и не дожила до наших дней, хотелось бы в первую очередь посвятить отзыв им.

    «Пролетая над гнездом кукушки» я посмотрел совсем не давно, что очень-то и обидно, если бы я смотрел этот фильм в то ещё время, я бы понял, то, что есть те кому по настоящему плохо. И сейчас я вам немного расскажу об этом фильме.

    Сюжет фильма очень трогательный. История о здоровым человеке — МакМерфи который притворился больным и попал в психушку, а не в тюрьму. Жизнь научила его многому и здесь в психушке он учит больных быть здоровыми, что у него совершенно не получается. Он играет со всеми в карты, помогает, лишь бы они стали нормальными. Но всё же он понимает, они больные — им не помочь. Печальная история с печальным концом.

    Актёрская игра настолько замечательная и потрясающая, что на неё не хватила бы столько оскаров и похвалы. Настоящая игра. Джек Николсон, Кристофер Ллойд, Дэнни ДеВито и так далее, все справились со своей ролью. Кричу браво!

    Итог если вы не разу не смотрели фильм «Пролетая над гнездом кукушки» то знайте посмотреть никогда не поздно, поздно во время не понять.

    10 из 10

    18 октября 2009 | 21:05

    Обычная клиника для людей с психическими отклонениями с обычными людьми с психическими отклонениями. Всё шло своим чередом. Больные живут по строгому установленному порядку: играют в карты, смотрят телевидение, принимают лекарства, спорят. Всё бы ничего, но в один из прекрасных дней появляется человек (Джек Николсон — МакМёрфи), который развеял сонную атмосферу больницы и дал ей новую жизнь. Фильм смотрится на одном дыхании. Отличная атмосфера, отличный юмор, первоклассные актёры, печальный и заставляющий задуматься над многими вещами финал — в этом фильме есть всё, что полагается иметь гениальному фильму. Все, кто ещё не смотрел — прекращайте читать отзывы, просто нажмите на play и наслаждайтесь.

    10 из 10.

    1 августа 2009 | 01:33

    Фильм превосходен…

    Джек Николсон на высоте… что уж говорить о других актерах и в том числе о Дэнни ДеВито, которого я, честно говоря, сразу как-то не узнал…

    Кто эти психи..? Они сами выбрали свой путь, по своему желанию легли в психушку… но разве это так..? Они считают, у них есть выбор, им тут хорошо, но это лишь иллюзия, не более… всех их принудительно держат в психушке, но ни один из них не хочет в это верить…

    Кто такой МакМерфи? Псих? Нет, не думаю. МакМерфи не псих, он — человек, пытающийся идти против сложившейся системы, пытающийся вытащить всех остальных, своего рода революционер…

    Уверен, найдутся и такие, кто назовет МакМерфи неудачником, скажут, что ничего полезного он не сделал, а стал лишь одним из тех, над кем он сам же «смеялся»…

    А не этот ли Мак заставил Вождя проронить его ранимое «спасибо»..?

    Перейдем к абсолютному Злу — Рэтчед.

    Она у «власти», ей невыгодны изменения в устоявшихся порядках…

    Она псих? Безусловно… может и не в буквальном смысле этого слова, но разве у нее есть выбор… чем она отличается от тех, кто сидит в этой психушке? Каждый день она приходит в больницу, каждый день беседует с больными и т. д… Сама того не замечая, она превращается в одного из тех, с (над) кем работает…

    «Мы не будем менять график, так как это может вызвать неудобства у тех, кто тут работает»…

    МакМерфи сделал все, что мог, а победил ли он Систему..? Скажем так — частично. Он попытался и жертвы были не напрасны. Он разбудил одного человека, а это уже шаг вперед…

    Вождь проснулся, в буквальном смысле этого слова… он понял и сделал то, что остальные сделать не могли… он выбрался.

    Система треснула, но не разбилась, ибо сложно бороться в одиночку против тысячи…

    7 января 2010 | 20:48

    Очень давно хотелось посмотреть какое-нибудь очень хорошее кино, старое, но новое для меня, последнее время мне попадалось много хороших фильмов, а вот хотелось такое, очень хорошее.

    Итак, не единственная, но, без сомнения лично для меня, самая лучшая история, где события разворачиваются в стенах дурдома. Желтый дом, дом скорби, он же кукушкино гнездо, является всегда очень благодатной сферой для создания каких-либо сложных драматичных историй. Здесь же все просто: циничный хитрец по имени Мэк (полностью Рэндл Патрик МэкМёрфи), который привык брать все приятное от жизни, при этом, благодаря своему эгоистичному жизнелюбию, не сильно задумывался о последствиях, решил, что здесь ему будет куда лучше и комфортней, чем в тюрьме, так вот он и решил словчить, прикинувшись дурачком.

    Нельзя не сказать, какой тут совершенно потрясающий Джек Николсон. Просто без слов. Темно-зеленые небольшие глаза, горящие дъявольским огнем, брови уголками, как черт из табакерки. Вот это настоящая актерская работа, это было неповторимо. Все его реплики, реакции, комментарии, от издевательской улыбки на первом «собрании», он меня покорил навсегда. Такие актерские работы бесценны, создание таких персонажей не имеет времени, они навечно. Да и все остальные актеры подобраны просто отлично.

    По ходу развития событий, главный герой начинает странным образом раскрывать свою истинную сущность. Если в начале истории выходки Мэка были мотивированны ненавистью и раздражением к старшей сестре Рэтчед, то ближе к концу, он странным образом, превращается в в своеобразную «добрую фею» для сумасшедших, привнося в их безнадежные будни свежие глотки жизни и абсолютную безбашенность (чем вызывает невообразимую ярость последней), по пути совершая невероятную глупость в виде невинного засыпания на пару с товарищем в ночь побега, и в самом конце превращается в настоящего альтруиста, пренебрегая последним шансом сбежать. Он принимает на себя все заботы сего несовершенного мира, ограниченного обитателями психбольницы, устраивает сумасшедшим настоящий праздник с девочками и алкоголем, помогает Билли избавиться от девственности, выслушивает трогательные слова благодарности остальных пациентов, тем самым отказываясь от своих тогда еще реальных возможностей.

    До этого мне доводилось видеть в кино лишь женские отделения психбольниц, там все было как-то скучновато, а вот в мужском, в мужском все не так, здесь целое море тонкостей и странностей, например, как (что вызывало неземное удивление нормального МэкМёрфи) 9 мужчин (не считая 9, кому уже «не поможешь») совершенно добровольно подчиняются этой отвратительной мисс Рэтчед, тетке со злобным стальным лицом. В общем, Мэк немного не рассчитал, к моему сожалению, да и наверное, дурдом намного хуже тюрьмы…

    Это не первый фильм Милоша Формана, который я смотрю, и теперь я знаю, что если режиссер — Милош Форман, то обязательно будет интересно.

    10 из 10

    17 августа 2010 | 17:15

    Довольно распространенная фраза, кстати. Есть такая группа киноманов, у которых принято Милоша Формана называть «гуру», «европейцем в Америке», «чехословацким интеллектуалом» и т. д. Причем, почти никто из этих киноманов не может точно сказать, про что же «свое» он снимает. В основном все сходятся на примерно одной фразе: «О свободе личности».

    Это очень странно, потому что я борьбу личности за некую «автономность» увидел только в позднем фильме — «Человеке на луне». На лицо конфликт общества и странноватого человека, который не ясно чем занят, но только не своей профессией. Однако и в этом фильме проявилась нарочитая пафосность Формана: мы видим, как все общество без остатка отвернулось от Энди Кауфмана (как будто у людей нет других дел. Забыли, и ладно).

    Гораздо хуже ситуация с «Народом против Ларри Флинта» и «Амадеем». В первом меня ужасно трогательно заставляли любить и уважать некого порнографа, который пытался всем вокруг испортить жизнь (в фильме это все было преподнесено под видом «борьбы с лицемерием»).

    Во втором фильме мне пытались донести что-то невнятное про гениальность. Я мало что понял. Помню нарочитого дебила-Моцарта и нарочито-верующего Сальери. Не знаю, как вы, я так и не понял, почему гения, во-первых, играет какой-то недалекий актерчик, во-вторых почему гений оказался дураком? Или в создании музыки только Господь принимает участие?

    Но главный шедевр Формана «Гнездо кукушки» у меня вызывает впечатление крайне гнетущее. Многие здесь ссылались на роман. Я не буду исключением.

    Роман, в отличии от фильма, очень глубокий и многослойный. Конфликт не просто тоталитарного режима деспотичной медсестры, а сильной машины, кукловода, называйте как хотите. Поступки героев последовательны, их поведение обосновано. Я действительно верю, что каждый из пациентов здесь «по своей воле». И главное — острый конфликт между манипуляцией и открытым сознанием.

    Что же есть в фильме? Форман упразднил всю эту многослойность. Но тогда многие поступки героев не ясны, полны какой-то несуразицы, да и острота конфликта между МакМерфи и сестрой сходит почти на нет. Вот лишь несколько вопросов, касательно исключительно фильма:

    1) Почему все боятся сестру Рэтчед, если она на все 100% подчинена доктору?

    2) Почему заявляется, что все эти люди находятся на добровольном лечении? Они совершенно нездоровы и ведут себя соответственно. Такие люди по улицам не ходят.

    3) Почему так много экранного времени потрачено впустую? Например: около получаса идет описание сцены рыбалки, как они берут лодку на прокат, как МакМерфи называет зачем-то всех докторами, как он объясняет, что надо рыбе проколоть глаз крючком и т. д. В общем и целом на экране ничего не происходит.

    4) Почему МакМерфи вдруг поссорился с санитаром Вашингтоном? Они минуту назад очень дружно играли в баскетбол.

    5) Зачем МакМерфи разбил стекло сестринской? Чтобы отдать сигареты Чесвику?

    Да затем, что МакМерфи больше не легкий на подъем, романтик в душе, с незамутненным сознанием. Он просто обаятельный хулиган (в прекрасном исполнении Джека Николсона). Затем, что всех пациентов больницы сделали именно нездоровыми (а ведь суть книги была в том, что они все были здоровы. Они только были слабыми).

    Классический формановский балаган (начатый еще в «Бале пожарных») присутствует весь фильм. Зачем герои весь фильм кричат, требуют сигареты, кривляются? Это способ показать безумие этого мира?! Или это нечто высокое, для простого зрителя непостижимое?

    А какая у фильма концовка?! Форман изъял фактически весь смысл книги, и вместо этого оставил пустое место.

    Что касается уже всего остального, то должен сказать, что режиссура у фильма слабоватая. Как уже было сказано выше, фильм состоит из бесконечных воплей пациентов, каких-то вырванных из контекста диалогов. Почему начинаются одни разговоры, по какой причине, можно только догадываться. Почему Билли Биббит вдруг поступил так как он поступил (во избежание спойлера)? Если бы я не читал книги, я бы удивился. Ну сказала, что она маме расскажет. И что? я вообще не понял, что он свою маму боится как огня! Почему индеец вдруг начал рассказывать про своего большого папу, который уменьшался от бутылки? Сначала действие скачет галопом, перескакивает половину событий, которые происходят за экраном, потом на середине вдруг резко замедляется, а концу опять все ускоряется и комкается. И конец фильма. И о чем же он был?

    Оценка

    3 из 10

    (Исключительно за Джека Николсона)

    19 марта 2010 | 00:56

    Очевидно положительные и отрицательные рецензии на гнездо кукушки делятся между теми, кто читал произведение Кена Кизи и кто нет. Я отношусь к первому типу. Вероятно поэтому я разочарована фильмом. Прежде всего потому что нас лишили вождя Бродмена. На мой взгляд Бродмен — персонаж, который связывал всё происходящее между собой. Большой индеец с детской непосредственностью, с глубоким внутренним миром и далеко не затуманенным разумом. Человек, с подачи которого мы видим противостояние Макмёрфи сестре Рэтчед, её порядкам, её механизму. И, как будто, убрав личность этого героя, изменился и взгляд на всё происходящее.

    Старшая сестра Рэтчед. Только мне она показалось вполне милой женщиной? Ну да, немного строга, но не строже школьной учительницы или врача в поликлинике. Хотелось увидеть действительно властную женщину, женщину-манипулятора, женщину взгляд которой мог парализовать, женщину, которая ненавидит «сбои в системе», женщину, которая подчинила себе всех, включая врачей. Эта женщина не говорит, она держит связь на «высоковольтной волне ненависти». Она действует механически, на любую ситуацию у неё найдётся подходящее выражение лица, её халат настолько накрахмален, что не гнётся. Она никогда не обвинит в чём-то, она заставит самого человека считать себя виноватым.

    Что делает Макмёрфи. Он пытается бороться. Насколько это любопытно, искусно, иногда даже смешно делает он у Кизи, и насколько скучно, банально и затянуто у Формана. Разбитые окна, похабные шутки в адрес старшей сестры, трусы с китами, угон катера, срыв собраний — всё это давало сбой в её отлаженном механизме.

    Мистер Хардинг. Где широкоплечий мужчина, с красивыми длинными пальцами, полный гордости за свою красавицу-жену и довольно не глупый в своих суждениях. И кто этот больной старикашка? Зачем?

    Чесвик. Ещё один непонятный персонаж в фильме. Главное, что сразу же бросилось в глаза — то, что этот человек явно переигрывает. Невозможно поверить ни единому слову, он просто кривляется, да, но кривляться тоже нужно уметь. В чём кстати нельзя упрекнуть Николсона. Он, хотя и не рыжий, но один из немногих кто отлично вписался в картину. Другого героя сложно представить на месте Макмёрфи, это определённо его роль.

    Бродмен. Какой он большой, какой красивый, какой колоритный, настоящий индеец. Увы в фильме он не играет практически никакой роли, просто человек со шваброй.

    Милош Форман снял своё кино. Имеет право. Я не считаю, что фильм должен стопроцентно повторять книгу. Это как минимум глупо, но если режиссёр считает нужным изменить что-то, то это должно быть чем-то оправданно. Отличных от книги сцен мы практически не увидели. Те же слова, те же действия, но в плохом исполнении. Если бы режиссёр добавил что-то новое, я бы сказала «он это так видит», но если из фильма вырвали всё самое важное, а то, что не особо важно — показали плохо, то увы, экранизация не удалась.

    4 из 10

    6 ноября 2012 | 22:04

    Хулиган, дебошир и склочник Рэндалл МакМёрфи (Николсон) в надежде избежать тюремного заключения симулирует психическое расстройство и попадает в сумасшедший дом. Главная медсестра заведения мисс Рэтчед (Флетчер) внимательно приглядывает за своей вотчиной, подавляя в пациентах стремление к свободе и развитию. МакМёрфи врывается в сонную жизнь отделения, как петух в курятник и вступает в непримирумую борьбу с установленными порядками.

    Прежде чем поговорить о фильме, позволю себе небольшое отступление. Есть у меня такая привычка: если какая-то картина мне понравилась, то я обязательно внимательно читаю отрицательные рецензии на неё, чаще всего чтобы просто поглумиться, иногда чтобы что-то заново уяснить для себя, обдумать, осмыслить. В случае с фильмом «Пролетая над гнездом кукушки» привычный ритуал дал сбой. Во-первых, оказалось, что у этой общепризнанной ленты есть немало противников, а во-вторых, примечательным мне показался тот факт, что 95% негативных обзоров начиналось со слов: «После прочтения книги…», что делало дальнейшее ознакомление с рецензией бессмысленным, так как с первоисточником я не знаком. Ещё позже я выяснил, что автор оригинального литературного произведения Кен Кизи поклялся никогда в жизни не смотреть этой экранизации. Получается, что книга ещё сильнее, чем фильм? Тогда я просто обязан её прочитать.

    Если отвлечься от литературы и поговорить непосредственно о кинематографе, то всё же «Пролетая над гнездом кукушки» — фильм отличный, тонкий, преисполненный скрытых смыслов и аллюзий. Психиатрическая лечебница — это наше общество, с устоявшимися правилами игры, нарушая которые, ты неминуемо будешь наказан. Рутина завладела головами людей, жестокость и несправедливость свыше вошла в привычку, никакой взаимопомощи, никакого диалога, никакого просвета. Лучше молчать, чем говорить. И тут появляется МакМёрфи. Да, он не ангел, он дебошир и алкоголик. Но он радуется и смеётся, он бегает и играет, он рушит унылый порядок, он высекает искры из заржавевших душ. Конечно, мало что получается, но как говорит он сам: «я хотя бы попробовал». Я не знаю, как это было передано в книге, но в фильме Милоша Формана этот конфликт проявляется достаточно ярко.

    Разумеется, во многом успех фильма обусловлен удивительными актёрскими способностями Николсона, Флетчер, а также многочисленных исполнителей ролей добровольных заложников режима, среди которых такие имена как Ллойд, ДеНиро, Дуриф, Редфилд.

    Есть у фильма, к сожалению, и достаточно заметные минусы. Сцена рыбалки нарушает стройную замкнутую атмосферу ленты, как и финальная пьянка, которая окончательно рушит образ закрытого учреждения, превращая его в проходной двор. Впрочем, возможно, я просто как обычно придираюсь.

    Одним словом, на мой сугубо субъективных вгляд человека, не читавшего книги Кена Кизи, фильм «Пролетая над гнездом кукушки» несомненно заслуживает всех своих наград и массового зрительского признания. Это без всякого преувеличения образец золотого фонда кинематографа, поставить 10 которому мне не дают лишь дурацкие барьеры, которые я сам установил себе в своей голове. Но и зовут меня не МакМёрфи.

    9 из 10

    3 августа 2012 | 16:47

    «Пролетая над гнездом кукушки» — нежнейшее название жёсткой психологической драмы — как приглашение посмотреть этот фильм.

    И оказывается это про «Психо»… — существо… рвущееся на свободу, смеющее призывать к благоразумию. Джек Николсон — образец рядового американца-обаяшки, брошенного в адское пекло, и не согласного с приговором… И это, на мой взгляд, его лучшая роль! Здесь он — представитель поколения, эпохи.

    Именно такой я люблю Америку. И не верю её сегодняшнему мышечному «глянцу» в кино, ботоксному и суррогатному содержанию и такой-же форме.

    Этот фильм — Америка для Мира — без купюр.

    26 мая 2009 | 18:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 1350 руб.
    книга, 930 руб.
    подробнее

    Новости


    Легендарный продюсер, всегда следовавший правилу «меньше да лучше», четырехкратный лауреат «Оскара» Сол Заенц умер в возрасте 92 лет. Без него не состоялись бы такие картины, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей» и «Английский пациент». Также он владел компанией Middle-Earth Enterprises, отвечавшей за экранизации «Властелина колец» и «Хоббита». (...)
     
    все новости

    Интервью


    28 марта Александру Митте исполнилось 80 лет. В преддверии юбилея режиссер рассказал КиноПоиску о новой картине «Шагал — Малевич», в которой попытался объединить два разных направления своего творчества, поделился соображениями о том, как государство может помочь российскому кино, и вспомнил времена, когда сам был студентом. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    По случаю выхода в российский прокат антиутопии Бена Уитли «Высотка» КиноПоиск вспомнил другие закрытые сообщества из фильмов — от гедонистического убежища в «Пляже» Дэнни Бойла до идеологического культа в «Таинственном лесу» М. Найта Шьямалана(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В журнале Sight & Sound опубликованы любимые фильмы Федерико Феллини. На первом месте сразу три картины Чарли Чаплина, а на последнем — его собственные «Восемь с половиной». Плюс рекомендации от Акиры Куросавы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book43 714 706
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War9 619 300
    3.КиануKeanu9 453 224
    4.Несносные ледиMother's Day8 369 184
    5.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut6 080 496
    29.04 — 01.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж501 037 796
    2.Книга джунглейThe Jungle Book136 470 748
    3.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War44 547 900
    4.Робинзон Крузо: Очень обитаемый островRobinson Crusoe24 458 520
    5.ЗверополисZootopia11 875 087
    22.04 — 24.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.ИзгойCast Away8.333
    76.БалтоBalto8.332
    77.Судьба человека8.325
    78.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.318
    79.Белый Бим Черное ухо8.317
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Отряд самоубийцSuicide Squad96.82%
    2.Славные парниThe Nice Guys96.40%
    3.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project96.25%
    4.ПассажирыPassengers96.10%
    5.Темная башняThe Dark Tower96.08%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Далласский клуб покупателейDallas Buyers Club194
    Подвиги Геракла: Геракл в царстве тенейErcole al centro della Terra2
    11.22.6311.22.6331
    ЩитThe Shield27
    Этот неловкий моментUn moment d'égarement31
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.948
    Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджерыRatchet & Clank
    Несносные ледиMother's Day7.069
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    премьеры