всё о любом фильме:

Семь самураев

Shichinin no samurai
год
страна
слоган«The Mighty Warriors Who Became the Seven National Heroes of a Small Town»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Сё Мацуяма, Кохэй Идзаки, ...
монтажАкира Куросава
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время202 мин. / 03:22
Номинации (1):
Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…

Куросава показывает яркие, выразительные и такие достоверные персонажи, что, кажется, всему происходящему зритель был свидетелем сам.

Несмотря на реалистичность и беспощадность в подаче материала, картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. Этот фильм стал в буквальном смысле культовым для кинематографистов всего мира.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (195 891)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
57 + 0 = 57
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983), «Битва за пределами звёзд» (1980)). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала «Звездные войны: Войны клонов» (2008) посвящен Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы.
    • Считается, что именно в фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Впоследствии этот сюжетный прием часто использовался.
    • Актер Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием.
    • Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
    • Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
    • В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
    • Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
    • Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в фильме «Телохранитель» (1961), — и достиг кульминации в фильме «Кагемуся: Тень воина» (1980), где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами.
    • Cюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» (1998) студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.
    • Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия
    • еще 9 фактов
    Трейлер 04:14

    файл добавил((MoralNumber1971))

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 115 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Есть что-то особенное, неуловимое в старых фильмах, вызывающие восхищения. Эмоции, заставляя сопереживать, не отрываясь от просмотра, даже если хронометраж ленты длится около трех часов. Возможно, дело в особенностях режиссуры, прорисовке персонажей, нестандартной подачи идеи. Возможно, именно моя любовь к японской культуре, воспетой в кинематографе, заставила меня полностью погрузиться в происходящее. Как бы там не было, фильм господина Акиры Куросавы я воспринял с огромнейшим восторгом.

    Что же хотел отобразить в своем творении Куросва-сан? Принято считать, что автор мечтал создать ленту о боевых приключениях самураев с легким историческим фоном средневековой эпохи. Тут же с легкой подачи мастера, зритель переносится в шестнадцатый век, где кастовые связи имеют огромнейшее значение, крестьяне вынуждены бесконечно обрабатывать свои поля, дабы прокормить себя и целые орды нападающих на них бандитов, а образ самурая воспринимается как нечто возвышенное, граничащие со святостью.

    Как не странно, уже первые кадры свидетельствуют о том, что автор сразу же отбрасывает подобную форму повествования. Целый час экранного времени он уделяет для того, чтоб не просто познакомить зрителя с особенностями характеров главных действующих лиц, то также отобразить ментальность каждого из них. Кто-то готов сражаться за еду, кто-то из-за уважения Камбею Шимаде, есть такие, которые желают оттачивать свое мастерство, либо жаждут военной славы. С одной стороны, Куросава показывает людей совершенно естественных, со всеми своими недостатками, с другой — дает возможность развиваться, достигая определенного уровня совершенства. Ибо в способности объединиться, сплотит вчера еще трусливых крестьян, сражаясь с ними бок о бок, дабы последние смогли защитить свое место под солнцем, скрывается подлинная идея всей картины.

    Само же зло, в обличии вполне эфемерных бандитов играет здесь роль фона, ведь главная борьба, которой уделено больше внимания, нежели сценам батальным, происходит среди жителей деревни. Есть те, кто готовы скрыться бегством, есть такие, которые при первой же опасности бросают оружие, но в счете конечном, именно способность сплотится, играет здесь немаловажную роль. Дабы предать реалистичности, автор не стыдится отображать конфликт, происходящий между самураями и теми, кого они вынуждены защищать. Любовная линия, возникшая между учеником и дочерью одного с крестьян, яркое тому подтверждение. Ибо кастовая разница, преданность своим корням, имели в средневековой Японии огромнейшее значение. Куросава оставляет открытую концовку лирической истории, дабы каждый смог сам додумать ее продолжения.

    Наравне, с легкостью повествования, приключенческим характером ленты, поражает подача персонажей. Конечно же, больше всех запомнился Кикучио (Тосиро Мифунэ), появления которого в кадре невозможно воспринимать без смеха. Именно линия сего героя, очень удачно разбавляла, драматичные по своей сути события, внося уместную нотку юмора.

    Хочу отметить также постановку батальных сцен. Автор не стал прибегать к впечатляющим трюкам и эффектам. Лишь размеренный план, где один точный удар зачастую и решает исход боя, благодаря чему все события воспринимались вполне реально.

    И, снова концовкой картины Акира-сан, с присущей ему иронией, отображает всю суть природы человеческой и классового различия. Жители деревни, все так же остаются привязанными к своей земле, занятые своими ежедневными хлопотами, самураям же, вместо сапки, ближе боевая катана. Каждый в конечном итоге, остается собой, исполняя роль, предписанную средневековым японским обществом. Лишь флаг с изображением семи самураев и поля будут напоминать о битвах и днях минувших.

    10 из 10

    18 февраля 2014 | 01:09

    Давным давно в далекой маленькой Японии, бушевали гражданские войны, со всеми вытекающими последствиями для той части населения, которая не хотела или не могла в этом участвовать, грабежи, воровство, убийства, голод…

    Этот фильм оставил огромный след в моём сознании, впервые посмотрел в детстве, с тех пор смотрю его время от времени, что хотелось бы сказать:

    В фильме прекрасно показана жизнь людей того времени, нравы, традиции, взаимоотношения, образ жизни, который вели разные слои населения, а главное классовое разделение, то что в России умерло, в Японии живо по сей день, если ты крестьянин, то ты ни кто, должен работать в поле, твоя жизнь ни чего не стоит, ты не смеешь глаза поднимать на человека стоящего выше тебя по социальному положению, ты не можешь требовать, ты можешь умолять, а если наберешься мужества можешь попросить и возможно останешься жив, ты живешь пока тебе разрешают. Но если, ты самурай, ты воин, ты рожден чтобы убивать, других подобных тебе и всех кто стоит ниже тебя, ты в праве даровать жизнь или забрать её, вся твоя жизнь это поединки и войны, у тебя есть оружие и годы практики, есть документ в котором сказано кто ты и что тебе дозволено, самое страшное что с тобой может случиться, с тебя могут потребовать деньги за убийство чужого вассала.

    Поединки поставлены, замечательно, от совершенства далеки, но именно так и выглядит бой при реальных обстоятельствах, быстро, кроваво, смертельно, нет места изяществу и кружевам, замысловатым движениям, хитрым выпадам, в ход идут от точеные годами приёмы, все удары на верняка.

    Актёры справились со своей задачей, каждый показал то что должен был показать, будь то выдержка, вспыльчивость или трусость, военная хитрость или же смекалка.

    Декорации и одежда, впрочем в японской одежде я не разбираюсь, а вот декорации, думаю были вовсе не декорациями, а действительной маленькой деревушкой.

    Один из немногих фильмов, о которых я могу сказать, стоит посмотреть в образовательных целях, лучше любого учебника по истории, а кроме того в нем затронуты чуть ли не все вечные темы, помогает разобраться, что к чему.

    10 из 10

    21 января 2010 | 04:59

    Если говорить по смыслу, то Куросава рисует нам общество. Это японское общество XVI века, в котором можно увидеть характерное для любого времени распределение. Самураи, достойное и почетное сословие, имели счастье родиться самураями — им не надо тяжело работать, как крестьянам. Это дает им свободу выбора пути и возможность постоянно самосовершенствоваться. Но в то же время их положение обременяет их моральной ответственностью и обрекает на трагичную концовку.

    Основу общества составляют жалкие крестьяне, которые вынуждены работать для того, чтобы жить, и жить для того, чтобы работать. В фильме постоянно бросаются в глаза и вызывают отвращение их искаженные страхом и трудами лица, они — толпа, режущая слух причитаниями и плачем, изредка смеющаяся и поющая во время работ.

    И, наконец, зло — жестокие бандиты, которые работать не хотят. Так же, как и крестьяне, они ориентируются на сезоны сбора посевных культур — вот только не собирают их, а забирают.

    Границы между этими сословиями четкие и нерушимые, их может свести только большая беда или большая любовь — и то, и другое Куросава нам показывает, констатируя в конце, что в победителях остаются не борцы или хищники, а основная масса, люди со спокойной, размеренной жизнью, припасенными сакэ и яствами и надеждой, что кто-то их защитит, а проблемы пройдут.

    Больше всех из самураев врезаются в воображение Кикучио и Кюзо — две противоположности, человек-чувство и человек-разум, человек-порыв и человек-система. Двое, добывших ружья. Двое, героически державшихся до последнего и трагично погибших. Кикучио — вообще феноменальный персонаж, один из ярчайших, которых можно увидеть в кино. Полукрестьянин-полусамурай, он не принадлежит ни к одному из сословий. У него самое сомнительное происхождение — и самый длинный меч. Он маргинал и одиночка, имеющий в придачу ко всем своим эксцентричным повадкам обостренное чувство справедливости. И конечно же, без Тоширо Мифуне, воплотившего Кикучио, он не был бы таким ярким и пластичным.

    Режиссерская работа настолько профессиональна, что ее не замечаешь — видно только актеров, каждый из которых не просто на все 100 соответствует своему образу, но и вкладывается в работу на все 100. Только на втором и последующих просмотрах замечаешь идеально выверенную работу с массовкой, музыкой, постановкой и остальным. Куросава, как и Камбей Шимада, набрал команду из верных делу профессионалов и создал шедевр. Причем в победителях остались и зрители.

    100 из 10

    11 января 2009 | 18:38

    Старые фильмы — это, всё же, что-то совсем-совсем другое, несмотря на то, что некоторые режиссеры в наше время пытаются снимать фильмы в подобном стиле. В старых фильмах, которые и сняты очень давно, есть своё очарование; хотя бы та же самая режиссерская и операторская работа, актерская игра, сама передача идеи и морали, которые несут в себе дух тех времен. В этом фильме есть всё вышеперечисленное, но ещё здесь реалистично и очень живо переданная атмосфера времени, цельные и проработанные характеры, да даже какие-то особенные диалоги героев и музыка. Наверное, именно всё это не давало отвлечься от происходящего на экране и следить за каждым действием, за каждым словом и взглядом. А так я даже не знаю, как ещё режиссеру удалось снять такой длинный и такой интересный фильм.

    В целом, я бы не назвала фильм такой уж серьезной классикой, он легкий и даже смешной, но опять же, в своём стиле. Сюжет построен на контрасте двух слоев населения: самураев и крестьян, а отсюда идут уже их взаимоотношения, разные характеры, разные жизненные ценности и цели и так далее. Здесь есть своя философия, психология и история. Людям, интересующимся историей Японии должно быть интересно наблюдать за происходящим. А вообще, я не уверена, что фильм многим понравится, его следует смотреть не спеша, не волнуясь о времени и неотложных делах. Мне фильм понравился, как превосходно сделанная работа. Не думаю, что буду пересматривать, но точно запомню.

    19 мая 2012 | 09:12

    Семь самураев — знаменитая лента великого японского режиссера Акиры Куросавы, повествующая о небольшой деревушке, жители которой не могут себя защитить от разбойников, периодически их грабящих и не дающих нормально жить. Именно самураи являются выходом из данной ситуации — защитники, которые смогут занять оборону. Собственно с осознания факта необходимости защиты и начинается эта 3,5 часовая антивоенная лента.

    Реальность как и 400 лет назад, так и сейчас по прежнему изобилует людьми, живущими ради себя, но Куросава и после «Расемона» указывает на тех, кто из этой толпы выделяется и заставляет «верить в человека». В данном случае это несколько самураев, решившихся таки помочь нуждающимся. Все они люди разные, а один даже оказывается не совсем тем, кем себя выдавал. Но эти семь самураев объединяются, и объединяют и жителей городка, готовя их к грядущей битве.

    Сразу говорю — не стоит ждать от ленты множества батальных сцен и огромных масштабов — первые две трети картины состоят на большую часть из диалогов и подготовки к самой обороте. Но скучно ли на это смотреть? Нет. Тут и сами персонажи интересны, и юмор имеется. А последний час картины только и покажет батальные сцены, серию боев, показанных без особого смакования и приукрашивания — все просто и реалистично, смерть есть смерть. С каждой стычкой все больше зачеркивается шариков-разбойников, и все больше становится шансов что очередной меч воткнется в небольшой холмик.

    Благодаря отменной режиссуре, прекрасной актерской игре и качеству съемки немаленькая по продолжительности картина просматривается на одном дыхании и заставляет в себя поверить, поверить в героев, и проникнутся ситуацией, которая на самом деле отражает любой конфликт происходящий в мире, не зависимо от типа оружия, места и времени. У него опять есть люди плохие, но главные герои — пусть и не идеальные, но честные, и главное, человечные. Они такие разные, но их объединяет общая цель, выражающая сходство героев друг с другом. Победа или нет — это совсем не важно для Куросавы, для него куда важнее сам факт потерь. Война — плохо, война — смерть. Куда важнее быть человеком и прививать другим людям стремление к миру и человечности.

    10 из 10

    31 декабря 2013 | 13:02

    «Семь самураев» — это прежде всего фильм о силе, стойкости и красоте человеческого духа, во времена феодальной эпохи в Японии 16 века. «Семь самураев» — это прекрасная иллюстрация того, как в те времена взаимодействовали различные социальные классы, со всеми их проблемами, предрассудками, на протяжении всего фильма Акира Куросава никогда не забывает об этих различиях и умело их иллюстрирует. Очевидно, что самурай являются по большей части доблестными войнами, а крестьяне — беднейшим классом, не имеющим даже средств на оплату своих защитников.

    Главное направление в «Семь самураев» — это сравнение двух психотипов: самурая или «война» и «крестьянина». Самообладание, сила духа, мужество с одной стороны, в противовес эгоизму и неблагодарности с другой. В этом плане финальный эпизод является яркой иллюстрацией.

    «Всё таки мне кажется мы проиграли, а победили крестьяне».

    Показав в самураях способность к состраданию, а именно состраданию к простому народу, пускай и не совсем благодарному, а также фантастическую храбрость и самопожертвование. Акире Куросаве удалось создать не только отличный фильм, ключевые моменты которого можно с легкостью обнаружить в многочисленных фильмах вышедших позднее, но и также мастерское использование эффекта «Deep Focus».

    27 мая 2011 | 11:25

    Мало фильмов 50 годов, которые могут не уступать шедеврам 90-ых и выше. Не сочтите меня слишком прямолинейным, но хорошая картинка — это очень немаловажная вещь!

    Но этот фильм соперничает и выигрывает! 54 год! Длиться дольше 3 часов, но держит на одном дыхании. Помимо марали и смысла в нем показаны какими могут быть люди, как дурачек, которого мало кто воспринимал всерьез может стать ключевой фигурой, это я о герое великолепного Тосиро Мифуне, в те времена у него были весьма однообразные роли, но он своего рода Клинт Иствуд из Азии.

    Этот фильм достоин того, чтобы его смотрели еще 56 лет!

    10 из 10

    31 октября 2010 | 13:17

    Казалось ничто не могло сподвигнуть меня посмотреть этот фильм. Черно белый, пятьдесят восьмого года, от в целом, не известного лично мне на тот момент режиссера. Решил посмотреть лишь по одной причине: я фанат огнестрельного оружия, и случайно узнал, что оно в фильме будет. Потому и решил увидеть его. А начав смотреть, я понял, что Куросаву не зря считают гением среди режиссеров. Во первых, в фильме была положена целая куча новаторских решений: до него в фильмах подобного жанра (добро против зла) был либо главный герой-супермен, уничтожающий в одиночку всех врагов, либо безликая толпа, где никто даже не назван по имени. И лишь Куросава предложил новый вариант — команда из нескольких человек, где каждый имеет свои слабые стороны, но вместе они дополняют друг друга и становятся непобедимые. Уже этим фильм породил целую кучу ремейков и книг, будь то великолепная семерка от США, или отечественные «А зори здесь тихие». Во вторых это первый фильм, где появилось столь любимое многими режиссерами действие sword VS gun (меч против огнестрельного оружия). Ну и великолепную игру актеров нельзя не заметить. Плюс, в этом фильме все оружие, что холодное, что огнестрельное абсолютно настоящее, все выстрелы сняты в реале, что не часто встретишь в современных фильмах. Пожалуй, единственный недостаток, но не режиссера, а дубляжа — не слишком качественный перевод. Надо бы озвучить фильм заново, более качественно. Ну и из-за старости фильма звуковая дорожка не поспевает за видео, особенно это хорошо заметно на выстрелах. Но это опять-таки не вина создателей.

    9 из 10

    21 сентября 2014 | 16:49

    «Нет большей беды, чем недооценивать противника».

    Лао-Цзы.

    Здравствуйте. Меня зовут Акира Куросава. Сегодня я хотел бы поведать вам о своём великом фильме, под названием «Семь самураев»…

    Так мог бы я начать свою статью, если бы, действительно, являлся этим знаменитым японским режиссёром. Однако я всего лишь маленький, простой любитель кинематографа (который просвещается, смотря классические картины, стараясь понять их, запомнить, ну и, конечно же, ухватить некое тайное послание зрителю), так, что лезть высоко, не буду. А хочется…

    Хочется потому, что всё то, что я смотрел в старом, классическом кинематографе мне очень близко и понятно. Вот думал раньше, мол, я парень из XXI века, мне нравится качество плёнки, первоклассный звук, динамика, зрелищный экшн, красивые и харизматичные актёры, а значит, смотреть я буду только современные фильмы… А вот, посмотрел несколько классических лент, так и поразился: не цветная, потёртая плёнка, звук чуть хуже, присутствует даже какая-то наивность, а в целом — не уступают! И сценарий сильный (лихо закрученный), и актёры — то, что надо, и музыка, и съёмки!

    «Да…», подумал я. «Любопытно. Любопытно и интересно». И стал смотреть…

    Теперь я вижу, что эти великие, классические ленты (про которые твердят многие) — стоящее зрелище…

    Да, вот, хотя бы, и сегодняшний пример — «Семь самураев», режиссёра Акиры Куросавы…

    Тем, кто любит Японию, приключенческие фильмы и жанр аниме, данная картина может оказаться особенно близкой. Восточная культура, диалоги, характеры людей, обычаи и традиции — всё это бросается в глаза сразу. Для тех же, кто совсем ничего не знает об этом крае, следует пояснить…

    Прежде всего, стоит отметить, что Акира Куросава для Японии, как национальный герой. Обладая безграничным талантом к киноискусству, он, начиная простым помощником при съёмочной группе, дорастает до уровня ассистента режиссёра, затем пишет первые сценарии, ну, а ещё чуть позже — становится сам у руля всего процесса…

    Самое интересное, во всём этом было то, что режиссёр умел грамотно находить такие темы для своих фильмов, какие были бы близки народу, понятны и, в то же время, заставляли задуматься о жизни насущной…

    Он рассказал нам о разных периодах из жизни Японии. Рассказал с интересом, подбирая толковых актёров, и тщательно прорабатывая детали сценария…

    Ну и, такое серьёзное отношение к делу, не могло не заинтересовать также Европу, Америку. И Акира прославил свой край на весь мир. Сильно, не правда ли? Вроде бы, писал для своих, а оценить смогли все…

    И с «Семью самураями» вышла та же история… Вот, что такое «Семь самураев»? Это художественная, драматическая, философско-приключенческая картина, рассказывающая нам о жизни крестьян XVI столетия, их проблемах с местными разбойниками (междоусобные войны, грабёж, насилие), и нанятых на защиту бедным работникам блуждающих самураев — ронинов (воинов, потерявших своих покровителей).

    Всё. И мир оценил эту серьёзную историю. Ведь за те 203 минуты (3 часа и 23 минуты), что идёт фильм, господин Куросава постарался показать всё: быт крестьян, поиск самураев, стратегию, подготовки, конфликты, недопонимание, юмор, юношескую влюблённость, вылазки следопытов и… оборону деревни…

    Честно скажу, меня потрясла эта картина. Подбор таких актёров, как Такаси Симура — Камбэй Симада (лидер самураев), Тисиро Мифунэ — Кикучио (седьмой участник отряда); логические и мудрые повороты сюжета; оборона деревни, а также неожиданная и интригующая концовка — способствовали тому, что я, со всей должной справедливостью, поставил этой картине высший балл на века.

    Да… Сильно. Один парень веселил, лидер мудрости учил, юноша, своими действиями напоминал, что есть определённые правила и различия… И так далее… Сильно…

    Сама цифра 7 тоже здесь неспроста. «Сильмарилион», 7 чудес света, «Белоснежка и семь гномов», 7 томов романа «Гарри Поттер», а в них — семь крестражей Волан-де-Морта, Джеймс Бонд — это агент 007, «Семь лет в Тибете», в азартных играх — 777 (это Госпожа Удача) и так далее…

    Видится мне, что магия числа до сих пор не теряет свою силу. Недаром об этом говорит огромная популярность фильма, благодаря которому появились различные переделки этой истории.

    Что ж… Это ещё раз подчёркивает силу японского кинематографа и безграничный талант режиссёра.

    10 из 10

    Благодарю за внимание.

    28 февраля 2013 | 22:10

    Япония — страна таинственная, для нас, гайдзинов, непонятная и интригующая. Их традиционная культура настолько не похожа на европейскую, что служит источником сотен удивительных фактов. В светском разговоре всегда интересно обсудить самураев, карате, гейш, чайную церемонию, сад камней, икебану, оригами или аниме… впрочем, последнее, как часть современной культуры, обсуждается, бывает, и в резких тонах (я его и сама не понимаю, это аниме), но в большинстве своем все японское обсуждается с восторженным придыханием.

    Самураи в том числе. Бусидо, парные мечи, сеппуку, «должен жить так, будто уже умер», весьма своеобразное понятие о чести, ненормальная для современного европейца преданность сюзерену… впрочем, были самураи и без господина — ронины. Быть ронином было довольно унизительно и они обычно были бедны, поэтому часто вставали на путь преступления. Или становились наемниками. Вот как герои фильма.

    Фильм у Куросавы получился очень… м-м, сложно подобрать слово, личный? теплый? дружественный? В общем, создается впечатление, что ты не смотришь зрелище, не слушаешь историю, а знакомишься с людьми. И они, хотя и японцы, какие-то понятные, эти люди. Они шутят, злятся, горюют и боятся, и ты понимаешь их, словно нет этого культурного разрыва между востоком и западом.

    Вот, например, юный самурай Кацусиро. Явно не бедствующий, хорошо одетый, красивый юноша. Наивный еще и восторженный: никогда никого не убивал, не знал женщин и никогда никого не терял. Мечтал найти себе сенсея, чтобы стать «настоящим самураем». Довольно типичный, вроде бы, образ, но эпизод с веткой сакуры показывает нам, что он живой человек. Действительно, мальчишка — сорвал цветущую веточку, намеревался уже собрать букетик, а потом вдруг, встретив другого человека с букетом, вспомнил, что нюхать цветочки — занятие, недостойное мужчины. И так застеснялся и рассердился…

    А как о нем заботится его сенсей, с какой отцовской теплотой старается уберечь от этого самого бытия «настоящим самураем», потому что прекрасно знает, каково это — кровь, потери, холод долга. Хороший, добрый человек Камбэй, из чистого альтруизма согласившийся защищать деревню от бандитов.

    Да и все семеро — в общем, достойные люди. Даже холодный суровый Кюдзо, даже бешеный Кукитиё весьма человечны. Последний — человек, конечно, странный… очень резкий, диковатый, нервный. Быть может, простоват, но есть в нем какая-то мудрость, и боец он храбрый. В отличие от собратьев по оружию, он носит не катану, а, видимо, одати… он не такой, как они, и на знамени их маленького отряда его не зря изобразили треугольником, а не кружком.

    Крестьяне — тоже не безликая масса. Рикити, довольно приятный молодой парень, никак не способный справиться с горем — у него похитили жену. Страстно желающая жить девушка Сино, которую отец глупо пытался «уберечь», переодев мальчиком. Несчастная старуха, потерявшая всех и ставшая более самураем, чем самураи — не желающей жить, только убивать.

    Фильм получился не столько боевиком, сколько «за жизнь». Ключевой его момент — обвинительная речь Кукитиё. Он обвиняет крестьян за то, что они почти перестали быть людьми, стали жестокими, хитрыми животными; и обвиняет самураев — за то, что они в этом виноваты, отнимая у крестьян последнее. Люди, жизнь которых — искусство убийства, говорит Куросава устами своих героев (Кукитиё и, в финале, Камбэя), должны уйти, проиграть. Не потому, что они плохие. А потому, что объединение крестьян и самураев (в самом общем смысле) невозможно. Пережив вместе битву за деревню, проливая кровь друг за друга, даже влюбившись друг в друга (самурай в крестьянку), те и другие все равно остались разделены. И в конце концов оказывается, что у тех крестьян, что выжили, есть жизнь — они собирают урожай и поют, веселятся… а у тех самураев, что выжили, есть только мечи. Что их ждет в будущем?.. очередные сражения? смерть в бою? сеппуку? Ничего, в общем, хорошего.

    Люди войны бывают необходимы, но будущее останется — если будут благосклонны боги — людям мира. Пока что люди не перековали мечи на орала. Но в искусстве, как раз где-то с середины двадцатого века и по сей день все чаще поднимается тема, что пора прекращать войны, и звучит надежда, что «когда-нибудь это время наступит». Куросава, правда, говорил немного не об этом… он сам сочувствовал скорее самураям, проигравшим, этой кровавой, но яркой, сильной части истории своей страны… но сейчас, ретроспективно, можно воспринять фильм и так.

    Спасибо, господин Куросава.

    9 из 10

    20 апреля 2010 | 16:46

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 362 руб.
    подробнее

    Новости


    Студия MGM полна решимости переделать вестерн «Великолепная семерка» и зовет в режиссерское кресло Антуана Фукуа. На главную роль приглашают Дензела Вашингтона, работавшего с Фукуа в проектах «Тренировочный день» и «Великий уравнитель». (...)
     
    все новости

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey22 259 030
    2.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service18 346 023
    3.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water16 573 682
    4.МакФарландMcFarland, USA11 020 798
    5.ПростушкаThe DUFF10 809 149
    20.02 — 22.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service163 347 690
    2.Батальонъ154 659 774
    3.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey147 945 851
    4.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water135 777 826
    5.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending40 046 114
    19.02 — 22.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 727 7592 279 173
    Деньги722 173 373 руб.621 686 229
    Цена билета264,75 руб.3,65
    19.02 — 22.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    175.Дурак8.148
    176.Три идиота3 Idiots8.148
    177.Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение ДжедаяStar Wars: Episode VI - Return of the Jedi8.147
    178.Нюрнбергский процессJudgment at Nuremberg8.147
    179.Новый кинотеатр «Парадизо»Nuovo Cinema Paradiso8.146
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.ФлэшThe Flash91.74%
    47.ПикселиPixels91.71%
    48.Последний охотник на ведьмThe Last Witch Hunter91.49%
    49.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.35%
    50.Как поймать монстраLost River91.25%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Сезон убийцKilling Season31
    22 минуты24
    История России XX века2
    ПростушкаThe DUFF4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service8.100
    ФокусFocus7.212
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey4.631
    Книга жизниThe Book of Life7.611
    Батальонъ7.449
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    СнайперAmerican Sniper05.03
    Робот по имени ЧаппиChappie05.03
    ЗолушкаCinderella12.03
    МордекайMortdecai12.03
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent19.03
    премьеры