всё о любом фильме:

Семь самураев

Shichinin no samurai
год
страна
слоган«The Mighty Warriors Who Became the Seven National Heroes of a Small Town»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Сё Мацуяма, Кохэй Идзаки, ...
монтажАкира Куросава
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время202 мин. / 03:22
Номинации (1):
Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…

Куросава показывает яркие, выразительные и такие достоверные персонажи, что, кажется, всему происходящему зритель был свидетелем сам.

Несмотря на реалистичность и беспощадность в подаче материала, картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. Этот фильм стал в буквальном смысле культовым для кинематографистов всего мира.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (201 255)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
57 + 0 = 57
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
    • Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
    • Актер Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием.
    • Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
    • В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
    • Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • Считается, что именно в фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Впоследствии этот сюжетный прием часто использовался.
    • В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983), «Битва за пределами звёзд» (1980)). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала «Звездные войны: Войны клонов» (2008) посвящен Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы.
    • В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в фильме «Телохранитель» (1961), — и достиг кульминации в фильме «Кагемуся: Тень воина» (1980), где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами.
    • Cюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» (1998) студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.
    • Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия
    • еще 9 фактов
    Трейлер 04:14

    файл добавил((MoralNumber1971))

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 141 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Казалось ничто не могло сподвигнуть меня посмотреть этот фильм. Черно белый, пятьдесят восьмого года, от в целом, не известного лично мне на тот момент режиссера. Решил посмотреть лишь по одной причине: я фанат огнестрельного оружия, и случайно узнал, что оно в фильме будет. Потому и решил увидеть его. А начав смотреть, я понял, что Куросаву не зря считают гением среди режиссеров. Во первых, в фильме была положена целая куча новаторских решений: до него в фильмах подобного жанра (добро против зла) был либо главный герой-супермен, уничтожающий в одиночку всех врагов, либо безликая толпа, где никто даже не назван по имени. И лишь Куросава предложил новый вариант — команда из нескольких человек, где каждый имеет свои слабые стороны, но вместе они дополняют друг друга и становятся непобедимые. Уже этим фильм породил целую кучу ремейков и книг, будь то великолепная семерка от США, или отечественные «А зори здесь тихие». Во вторых это первый фильм, где появилось столь любимое многими режиссерами действие sword VS gun (меч против огнестрельного оружия). Ну и великолепную игру актеров нельзя не заметить. Плюс, в этом фильме все оружие, что холодное, что огнестрельное абсолютно настоящее, все выстрелы сняты в реале, что не часто встретишь в современных фильмах. Пожалуй, единственный недостаток, но не режиссера, а дубляжа — не слишком качественный перевод. Надо бы озвучить фильм заново, более качественно. Ну и из-за старости фильма звуковая дорожка не поспевает за видео, особенно это хорошо заметно на выстрелах. Но это опять-таки не вина создателей.

    9 из 10

    21 сентября 2014 | 16:49

    Давным давно в далекой маленькой Японии, бушевали гражданские войны, со всеми вытекающими последствиями для той части населения, которая не хотела или не могла в этом участвовать, грабежи, воровство, убийства, голод…

    Этот фильм оставил огромный след в моём сознании, впервые посмотрел в детстве, с тех пор смотрю его время от времени, что хотелось бы сказать:

    В фильме прекрасно показана жизнь людей того времени, нравы, традиции, взаимоотношения, образ жизни, который вели разные слои населения, а главное классовое разделение, то что в России умерло, в Японии живо по сей день, если ты крестьянин, то ты ни кто, должен работать в поле, твоя жизнь ни чего не стоит, ты не смеешь глаза поднимать на человека стоящего выше тебя по социальному положению, ты не можешь требовать, ты можешь умолять, а если наберешься мужества можешь попросить и возможно останешься жив, ты живешь пока тебе разрешают. Но если, ты самурай, ты воин, ты рожден чтобы убивать, других подобных тебе и всех кто стоит ниже тебя, ты в праве даровать жизнь или забрать её, вся твоя жизнь это поединки и войны, у тебя есть оружие и годы практики, есть документ в котором сказано кто ты и что тебе дозволено, самое страшное что с тобой может случиться, с тебя могут потребовать деньги за убийство чужого вассала.

    Поединки поставлены, замечательно, от совершенства далеки, но именно так и выглядит бой при реальных обстоятельствах, быстро, кроваво, смертельно, нет места изяществу и кружевам, замысловатым движениям, хитрым выпадам, в ход идут от точеные годами приёмы, все удары на верняка.

    Актёры справились со своей задачей, каждый показал то что должен был показать, будь то выдержка, вспыльчивость или трусость, военная хитрость или же смекалка.

    Декорации и одежда, впрочем в японской одежде я не разбираюсь, а вот декорации, думаю были вовсе не декорациями, а действительной маленькой деревушкой.

    Один из немногих фильмов, о которых я могу сказать, стоит посмотреть в образовательных целях, лучше любого учебника по истории, а кроме того в нем затронуты чуть ли не все вечные темы, помогает разобраться, что к чему.

    10 из 10

    21 января 2010 | 04:59

    А собственно к чему я клоню таким нелепым, на первый взгляд, заголовком? Про фильм не скажу ничего, потому что он один из лучших за все время существования кинематографа. Буду говорить вот о чем.

    Без этого фильма не было бы современного Голливуда.«Как не было?»- спросите вы. Да вот так. Этот фильм величайшего мастера, больше чем кино о нелегкой жизни крестьян. Это энциклопедия, скрижали, фундамент современных экшн фильмов. Без этого фильма не было бы не Спилберга, не Кемерона, не кого либо еще. В этом фильме есть все, что нужно современному экшену и на чем он строится — хорошие, плохие, убийства, гибель, любовь, юмор, неожиданные повороты, и т. д.

    Но у этого фильма есть одно существенное отличие от современного экшена. Аттракционы вроде «Аватара», «Звездных войн», «Пиратов карибского моря» служат для развлечения и зарабатывания денег, и ты видишь в них прежде всего тот самый пресловутый экшн, а уже после пытаешься разглядеть толику смысла. Но в «Семи самураях» все наоборот. Ты видишь потрясающий мир, атмосферу средневековой Японии, видишь Актеров (именно с большой буквы), видишь глубину самого фильма, видишь перо Мастера (естественно с большой буквы) который этот фильм снял. И только потом, после нескольких просмотров, понимаешь, что это вершина современных развлекательных лент.

    Лучше просто не бывает.

    10 из 10

    3 сентября 2010 | 02:14

    Давно уже в планах «по расширению кругозора» на первом месте стоял господин Куросава. Причин масса. Много чего читал о нем и его фильмах, уважение и почитание от мэтров из Калифорнии в лице Лукаса и Копполы, частое упоминание в ранге «классика», да и просто всемирно известный мастер кинематографа из страны Восходящего, а тамошнее если не любимейшее, то всегда как минимум любопытное (обожаю эти японские дзен-паузы, минимализм и красоту кадра, построение мизансцен, статику). Ну, с чего начинать знакомство с «классиком» как не с его самого «классического» фильма, о семи самураях, признанного, увенчанного, само название которого слышал хотя бы единожды каждый киноман.

    Фильм смотрел уже второй раз, первый просмотр состоялся в возрасте примерно 9 лет и тогда особых эмоций и восторгов не вызвал. К примеру та же созданная по мотивам «Великолепная семерка» впечатлила в детстве весьма и весьма. Перед просмотром в голове всплывали только какие-то обрывки образов и кусочки сцен, так что можно сказать, что смотрел впервые. 3 часа…

    Не буду исходить слюной в очередных восторгах аля «на одном дыхании, шедевр шедевров, потрясающий актерский ансамбль» и прочее, хотя кино заслуживает каждого из них и даже большего. Что впечатлило более всего. Моментально видно, что режиссер человек не «западный». Кино по темпу весьма неторопливо, медитативно, созерцательно, «западники» так не умеют вернее умеют, но не так, там где они роются, ставят и решают головоломки, играют психологией, Куросава лишь смотрит и видит суть того или иного персонажа, реакции, или события в фильме. Он именно отображает и созерцает, создавая некое единение происходящего, смысла и зрителя, без перегибов, истерии и беспросветного «сумрака» авторского. Чувствуется рука мастера и глубокая личность.

    Сама история, просто великолепна, по сегодняшним меркам пресытившегося всем и вся киноэстета, «Семь самураев» на первый взгляд кино простецкое и даже кажется банальной историей о том, как сильный защищает слабого, и в принципе можно его таким и считать. Но при всем этом Куросава умудряется выжать из этой простоты все имеющиеся соки, насытить ими ткань фильма, раздуть из примитивного конфликта «право сильного» чуть ли не философский трактат, населить свою картину самобытными и колоритными персонажами, вложить в них пестрящую эмоциями и темпераментами мотивацию, и все это грамотно и со вкусом подать так, что зритель не ломает себе мозг и нервную систему, а получает удовольствие и следит заинтригованный и порабощенный происходящим. Здесь присутствует и интрига, и мысли, и чувства, причем все настолько ненавязчиво идеально, что лишь по окончании хронометража тебя осеняет, это было что-то…

    Поразительно достоверно выписаны и сыграны персонажи, причем как самураи, так и крестьяне, каждый раскрыт, рассмотрен и подан на зрительский суд. Но бал, конечно, правит персонаж Тосиро Мифуне, экспрессия, ярость, сама жизнь, бурлящая, кипящая, призирающая и плюющая смерти в лицо. Будто демон, спущенный с цепи погулять по грешной земле в облике смертного, что бы познать все радости и удовольствия плотского, земного. По мне явный (ща буду матерится) гротеск.

    Технически кино хоть и устарело, но по своему, черно-белому, совершенно и красиво. Присутствует даже слоу-мо, пусть и не Снайдер. Даже намек на пафос и голливудскую героику в фильме отсутствуют, персонажи побеждают с помощью мастерства, ума, а иногда и грубой физической силы, каких-то боевых красивостей здесь нет, люди бьются и умирают. Как будто по настоящему, без неземного боевого таланта уважаемого мной генерала Максимуса, и легкомысленной бесшабашности Уоллеса. В итоге кино получается «о героях, без героев» в том смысле слова, в котором мы привыкли, наблюдать в блоках бастеров. Перед нами предстают не боги войны, а бывалые в разной степени искусные воины для которых война не красивая поэма, а банальное ремесло, ставшее их сутью.

    Ну и смысл. Прочитав в интернете отзывы и прочую инфу о фильме, был весьма удивлен, узнав, что в «Семь самураев» содержится некий мощнейший гуманистический посыл. Я ничего подобного здесь не увидел. Я увидел историю о том, что люди были поставлены в положение «мирись или борись». И люди эти так называемая «соль земли», еще их называют серой массой, стадом, овцами. Так вот овцы решились бороться с волками, обратившись за помощью к другим волкам. Ну или охотничьим псам, не важно как их называть. Куросава показывает ту пропасть, что разделяет эти два людских вида, людей служащих принципу и идеалу и тех, кто живет в той самой хате с краю, где тепло и можно набить голодное пузо хотя бы просом. И эта пропасть сродни вселенной, а по ее краям холодное презрение, рабское малодушие, страх и высокомерие, и прочее прочее. В итоге волки и овцы объединяются, бандиты повержены, хэппи-энд. Вот только финальная сцена со счастливыми крестьянами и удрученными видом могил своих соратников самураями, ясно говорить, что как не старайся овце не стать волком, самураю не проникнутся заботами крестьянина, а рожденный ползать так и сдохнет на брюхе. Так мне все это видится.

    Идеальное во всех смыслах кино, жирное от достоинств, тонкое, красивое и мощное. В нем можно и в удовольствие поковыряться и с наслаждением посмотреть.

    P.S. На очереди «Телохранитель».

    22 июня 2010 | 21:36

    «Нет большей беды, чем недооценивать противника».

    Лао-Цзы.

    Здравствуйте. Меня зовут Акира Куросава. Сегодня я хотел бы поведать вам о своём великом фильме, под названием «Семь самураев»…

    Так мог бы я начать свою статью, если бы, действительно, являлся этим знаменитым японским режиссёром. Однако я всего лишь маленький, простой любитель кинематографа (который просвещается, смотря классические картины, стараясь понять их, запомнить, ну и, конечно же, ухватить некое тайное послание зрителю), так, что лезть высоко, не буду. А хочется…

    Хочется потому, что всё то, что я смотрел в старом, классическом кинематографе мне очень близко и понятно. Вот думал раньше, мол, я парень из XXI века, мне нравится качество плёнки, первоклассный звук, динамика, зрелищный экшн, красивые и харизматичные актёры, а значит, смотреть я буду только современные фильмы… А вот, посмотрел несколько классических лент, так и поразился: не цветная, потёртая плёнка, звук чуть хуже, присутствует даже какая-то наивность, а в целом — не уступают! И сценарий сильный (лихо закрученный), и актёры — то, что надо, и музыка, и съёмки!

    «Да…», подумал я. «Любопытно. Любопытно и интересно». И стал смотреть…

    Теперь я вижу, что эти великие, классические ленты (про которые твердят многие) — стоящее зрелище…

    Да, вот, хотя бы, и сегодняшний пример — «Семь самураев», режиссёра Акиры Куросавы…

    Тем, кто любит Японию, приключенческие фильмы и жанр аниме, данная картина может оказаться особенно близкой. Восточная культура, диалоги, характеры людей, обычаи и традиции — всё это бросается в глаза сразу. Для тех же, кто совсем ничего не знает об этом крае, следует пояснить…

    Прежде всего, стоит отметить, что Акира Куросава для Японии, как национальный герой. Обладая безграничным талантом к киноискусству, он, начиная простым помощником при съёмочной группе, дорастает до уровня ассистента режиссёра, затем пишет первые сценарии, ну, а ещё чуть позже — становится сам у руля всего процесса…

    Самое интересное, во всём этом было то, что режиссёр умел грамотно находить такие темы для своих фильмов, какие были бы близки народу, понятны и, в то же время, заставляли задуматься о жизни насущной…

    Он рассказал нам о разных периодах из жизни Японии. Рассказал с интересом, подбирая толковых актёров, и тщательно прорабатывая детали сценария…

    Ну и, такое серьёзное отношение к делу, не могло не заинтересовать также Европу, Америку. И Акира прославил свой край на весь мир. Сильно, не правда ли? Вроде бы, писал для своих, а оценить смогли все…

    И с «Семью самураями» вышла та же история… Вот, что такое «Семь самураев»? Это художественная, драматическая, философско-приключенческая картина, рассказывающая нам о жизни крестьян XVI столетия, их проблемах с местными разбойниками (междоусобные войны, грабёж, насилие), и нанятых на защиту бедным работникам блуждающих самураев — ронинов (воинов, потерявших своих покровителей).

    Всё. И мир оценил эту серьёзную историю. Ведь за те 203 минуты (3 часа и 23 минуты), что идёт фильм, господин Куросава постарался показать всё: быт крестьян, поиск самураев, стратегию, подготовки, конфликты, недопонимание, юмор, юношескую влюблённость, вылазки следопытов и… оборону деревни…

    Честно скажу, меня потрясла эта картина. Подбор таких актёров, как Такаси Симура — Камбэй Симада (лидер самураев), Тисиро Мифунэ — Кикучио (седьмой участник отряда); логические и мудрые повороты сюжета; оборона деревни, а также неожиданная и интригующая концовка — способствовали тому, что я, со всей должной справедливостью, поставил этой картине высший балл на века.

    Да… Сильно. Один парень веселил, лидер мудрости учил, юноша, своими действиями напоминал, что есть определённые правила и различия… И так далее… Сильно…

    Сама цифра 7 тоже здесь неспроста. «Сильмарилион», 7 чудес света, «Белоснежка и семь гномов», 7 томов романа «Гарри Поттер», а в них — семь крестражей Волан-де-Морта, Джеймс Бонд — это агент 007, «Семь лет в Тибете», в азартных играх — 777 (это Госпожа Удача) и так далее…

    Видится мне, что магия числа до сих пор не теряет свою силу. Недаром об этом говорит огромная популярность фильма, благодаря которому появились различные переделки этой истории.

    Что ж… Это ещё раз подчёркивает силу японского кинематографа и безграничный талант режиссёра.

    10 из 10

    Благодарю за внимание.

    28 февраля 2013 | 22:10

    Есть что-то особенное, неуловимое в старых фильмах, вызывающие восхищения. Эмоции, заставляя сопереживать, не отрываясь от просмотра, даже если хронометраж ленты длится около трех часов. Возможно, дело в особенностях режиссуры, прорисовке персонажей, нестандартной подачи идеи. Возможно, именно моя любовь к японской культуре, воспетой в кинематографе, заставила меня полностью погрузиться в происходящее. Как бы там не было, фильм господина Акиры Куросавы я воспринял с огромнейшим восторгом.

    Что же хотел отобразить в своем творении Куросва-сан? Принято считать, что автор мечтал создать ленту о боевых приключениях самураев с легким историческим фоном средневековой эпохи. Тут же с легкой подачи мастера, зритель переносится в шестнадцатый век, где кастовые связи имеют огромнейшее значение, крестьяне вынуждены бесконечно обрабатывать свои поля, дабы прокормить себя и целые орды нападающих на них бандитов, а образ самурая воспринимается как нечто возвышенное, граничащие со святостью.

    Как не странно, уже первые кадры свидетельствуют о том, что автор сразу же отбрасывает подобную форму повествования. Целый час экранного времени он уделяет для того, чтоб не просто познакомить зрителя с особенностями характеров главных действующих лиц, то также отобразить ментальность каждого из них. Кто-то готов сражаться за еду, кто-то из-за уважения Камбею Шимаде, есть такие, которые желают оттачивать свое мастерство, либо жаждут военной славы. С одной стороны, Куросава показывает людей совершенно естественных, со всеми своими недостатками, с другой — дает возможность развиваться, достигая определенного уровня совершенства. Ибо в способности объединиться, сплотит вчера еще трусливых крестьян, сражаясь с ними бок о бок, дабы последние смогли защитить свое место под солнцем, скрывается подлинная идея всей картины.

    Само же зло, в обличии вполне эфемерных бандитов играет здесь роль фона, ведь главная борьба, которой уделено больше внимания, нежели сценам батальным, происходит среди жителей деревни. Есть те, кто готовы скрыться бегством, есть такие, которые при первой же опасности бросают оружие, но в счете конечном, именно способность сплотится, играет здесь немаловажную роль. Дабы предать реалистичности, автор не стыдится отображать конфликт, происходящий между самураями и теми, кого они вынуждены защищать. Любовная линия, возникшая между учеником и дочерью одного с крестьян, яркое тому подтверждение. Ибо кастовая разница, преданность своим корням, имели в средневековой Японии огромнейшее значение. Куросава оставляет открытую концовку лирической истории, дабы каждый смог сам додумать ее продолжения.

    Наравне, с легкостью повествования, приключенческим характером ленты, поражает подача персонажей. Конечно же, больше всех запомнился Кикучио (Тосиро Мифунэ), появления которого в кадре невозможно воспринимать без смеха. Именно линия сего героя, очень удачно разбавляла, драматичные по своей сути события, внося уместную нотку юмора.

    Хочу отметить также постановку батальных сцен. Автор не стал прибегать к впечатляющим трюкам и эффектам. Лишь размеренный план, где один точный удар зачастую и решает исход боя, благодаря чему все события воспринимались вполне реально.

    И, снова концовкой картины Акира-сан, с присущей ему иронией, отображает всю суть природы человеческой и классового различия. Жители деревни, все так же остаются привязанными к своей земле, занятые своими ежедневными хлопотами, самураям же, вместо сапки, ближе боевая катана. Каждый в конечном итоге, остается собой, исполняя роль, предписанную средневековым японским обществом. Лишь флаг с изображением семи самураев и поля будут напоминать о битвах и днях минувших.

    10 из 10

    18 февраля 2014 | 01:09

    Япония — страна таинственная, для нас, гайдзинов, непонятная и интригующая. Их традиционная культура настолько не похожа на европейскую, что служит источником сотен удивительных фактов. В светском разговоре всегда интересно обсудить самураев, карате, гейш, чайную церемонию, сад камней, икебану, оригами или аниме… впрочем, последнее, как часть современной культуры, обсуждается, бывает, и в резких тонах (я его и сама не понимаю, это аниме), но в большинстве своем все японское обсуждается с восторженным придыханием.

    Самураи в том числе. Бусидо, парные мечи, сеппуку, «должен жить так, будто уже умер», весьма своеобразное понятие о чести, ненормальная для современного европейца преданность сюзерену… впрочем, были самураи и без господина — ронины. Быть ронином было довольно унизительно и они обычно были бедны, поэтому часто вставали на путь преступления. Или становились наемниками. Вот как герои фильма.

    Фильм у Куросавы получился очень… м-м, сложно подобрать слово, личный? теплый? дружественный? В общем, создается впечатление, что ты не смотришь зрелище, не слушаешь историю, а знакомишься с людьми. И они, хотя и японцы, какие-то понятные, эти люди. Они шутят, злятся, горюют и боятся, и ты понимаешь их, словно нет этого культурного разрыва между востоком и западом.

    Вот, например, юный самурай Кацусиро. Явно не бедствующий, хорошо одетый, красивый юноша. Наивный еще и восторженный: никогда никого не убивал, не знал женщин и никогда никого не терял. Мечтал найти себе сенсея, чтобы стать «настоящим самураем». Довольно типичный, вроде бы, образ, но эпизод с веткой сакуры показывает нам, что он живой человек. Действительно, мальчишка — сорвал цветущую веточку, намеревался уже собрать букетик, а потом вдруг, встретив другого человека с букетом, вспомнил, что нюхать цветочки — занятие, недостойное мужчины. И так застеснялся и рассердился…

    А как о нем заботится его сенсей, с какой отцовской теплотой старается уберечь от этого самого бытия «настоящим самураем», потому что прекрасно знает, каково это — кровь, потери, холод долга. Хороший, добрый человек Камбэй, из чистого альтруизма согласившийся защищать деревню от бандитов.

    Да и все семеро — в общем, достойные люди. Даже холодный суровый Кюдзо, даже бешеный Кукитиё весьма человечны. Последний — человек, конечно, странный… очень резкий, диковатый, нервный. Быть может, простоват, но есть в нем какая-то мудрость, и боец он храбрый. В отличие от собратьев по оружию, он носит не катану, а, видимо, одати… он не такой, как они, и на знамени их маленького отряда его не зря изобразили треугольником, а не кружком.

    Крестьяне — тоже не безликая масса. Рикити, довольно приятный молодой парень, никак не способный справиться с горем — у него похитили жену. Страстно желающая жить девушка Сино, которую отец глупо пытался «уберечь», переодев мальчиком. Несчастная старуха, потерявшая всех и ставшая более самураем, чем самураи — не желающей жить, только убивать.

    Фильм получился не столько боевиком, сколько «за жизнь». Ключевой его момент — обвинительная речь Кукитиё. Он обвиняет крестьян за то, что они почти перестали быть людьми, стали жестокими, хитрыми животными; и обвиняет самураев — за то, что они в этом виноваты, отнимая у крестьян последнее. Люди, жизнь которых — искусство убийства, говорит Куросава устами своих героев (Кукитиё и, в финале, Камбэя), должны уйти, проиграть. Не потому, что они плохие. А потому, что объединение крестьян и самураев (в самом общем смысле) невозможно. Пережив вместе битву за деревню, проливая кровь друг за друга, даже влюбившись друг в друга (самурай в крестьянку), те и другие все равно остались разделены. И в конце концов оказывается, что у тех крестьян, что выжили, есть жизнь — они собирают урожай и поют, веселятся… а у тех самураев, что выжили, есть только мечи. Что их ждет в будущем?.. очередные сражения? смерть в бою? сеппуку? Ничего, в общем, хорошего.

    Люди войны бывают необходимы, но будущее останется — если будут благосклонны боги — людям мира. Пока что люди не перековали мечи на орала. Но в искусстве, как раз где-то с середины двадцатого века и по сей день все чаще поднимается тема, что пора прекращать войны, и звучит надежда, что «когда-нибудь это время наступит». Куросава, правда, говорил немного не об этом… он сам сочувствовал скорее самураям, проигравшим, этой кровавой, но яркой, сильной части истории своей страны… но сейчас, ретроспективно, можно воспринять фильм и так.

    Спасибо, господин Куросава.

    9 из 10

    20 апреля 2010 | 16:46

    Классика, ставшая для меня неким открытием в мир японского кинематографа. Что я почерпнула для себя — во-первых, простой и ясный сюжет, без лишних наворотов, противостояние двух различных социальных слоёв населения — благородных и гордых самураев, имеющих средства к существованию, но не имеющие ничего для себя, и крестьян, представляющих собой трусливую и обнищавшую толпу. Нравится характерность каждого персонажа, насколько точно они выверены, в каждого из них влюбляешься по-своему, недаром Куросава по-долгу работал над каждым из них, описывая их вплоть до того кто какую еду любит, и какую одежду предпочитает. Понравилось как передан быт, костюмы, декорации… Япония 16 века, видимо такая, какой она была. Понравились сцены боёв — они и динамичные, такие что дух захватывает, и не затянутые, в них нет любимого Голливудом «мельтешания», как будто в нас насильно заталкивают этот поп-корн, равно как и любовная линия, рассказанная намёком, взглядами..

    Конечно,

    10 из 10

    11 июля 2012 | 15:06

    К этому фильму, с большим опозданием в конце 1980-х попавшему на советские экраны, почему-то было принято относиться с почтением, как к антиквариату, из которого нельзя извлечь никакой пользы. Лишь появление новой, анимационной версии (2004) отчасти изменило ситуацию.

    А ведь именно «Семь самураев» являются в творчестве Куросавы, пожалуй, наиболее увлекательным, захватывающим, интересным прежде всего в сугубо зрелищном плане произведением, чей высокий коммерческий потенциал косвенно подтвердил и голливудский «ремейк» — вестерн «Великолепная семёрка» (1960). Да и на родине автора картина, получившая престижные награды в Европе (Серебряная премия на МКФ в Венеции) и в США («Оскар»), наверняка поначалу воспринималась лишь удачным образчиком традиционного японского киножанра.

    Куросава, по сути, вдохнул новую жизнь в «кэнгеки», подобно тому, как сорок лет спустя, его молодой соотечественник Такэси/Такеши Китано выступит реформатором гангстерского кинематографа.

    И всё-таки новаторство «Семи самураев», конечно, не в только этом. Даже если режиссёр сознательно не вкладывал в свою занимательную историю прямых аллюзий на современность, в ленте потрясающе точно, на интуитивном уровне, отражена смена общественных настроений.

    На замысел, безусловно, не мог не повлиять параллельно нараставший в стране протест против проводившейся под давлением США ремилитаризации Японии — и уже в декабре 1954-го (спустя всего полгода после премьеры) подаст в отставку премьер-министр Сигэру Иосида, на смену которому придёт либерал-демократ Итиро Хатояма. Это косвенно объясняет, с какой целью Куросава обратился к одному из самых загадочных образов страны Восходящего солнца — к образу самурая, её во многом олицетворявшему, подвергнув сомнению основополагающее положение «бусидо/бушидо», ограничивающее смысл жизни любого из касты воинов служением хозяину — сёгуну.

    Ирония фильма в том и заключается, что семеро самураев нанимаются работать к презренным крестьянам, причём только за еду и ночлег. Но события интерпретируются отнюдь не сатирически, приобретая, напротив, драматическую, а вскоре и патетическую интонацию — только истинными героями предстают… земледельцы, трудящиеся в поте лица своего.

    Мифунэ великолепен в образе Кикучийо, шестого из семи, который признаётся в своём «низком» происхождении, а в финале выжившие в схватке самураи сами убеждаются в мысли, что «победили не мы, а они» — крестьяне.

    Искренний и красноречивый призыв автора вознестись над устоявшимися, сдерживающими рамками национального менталитета, повернуться лицом к общечеловеческим гуманистическим идеалам, ценность коих для режиссёра неоспорима, не утратил своей актуальности и по сей день.

    В то же время противопоставление «крестьянин — самурай» приобретает в фильме и трансцендентный смысл, символизируя собой антиномию «жизнь — смерть», в которой Куросава, опять же во многом вопреки японским традициям, воспевает первое. Между прочим, эта сторона «Семи самураев» вызывала неподдельное восхищение у Андрея Тарковского, включившего фильм в число 10 лучших произведений кинематографа.

    12 декабря 2008 | 21:16

    Одним словом — классика.

    Культовый фильм Акиры Куросавы, долгое время для меня оставался незамеченным, и всё же это было неплохо. Для понимания общей картины описываемой в данном случае, мне требовался как минимум жизненный опыт и возраст, и вот уже чуть более во взрослом возрасте, я смог узреть кино «7 самураев», входящее на данный момент в 10-ку лучших фильмов по версии известных изданий (Empire).

    Немного о самом фильме: как более современный зритель для себя я не чего нового в сюжете и подаче героев не увидел, понятное дело, что в то время, в первую половину 50-ых годов прошлого века, это было серьёзным новаторством. Как факты — первый фильм, где каждый из основных героев имеют только свойственные себе способности. Где, кстати, каждый из семи самураев прописан как отдельная личность. Личность, имеющая в себе все основные признаки здравого человека, а ещё каждый из них имеет своё чувство юмора. Каждый из них способен на настоящее геройство, кто-то из них как Кикутиё (Тосиро Мифунэ) по началу видет себя как недовольный подросток, или как лидер группы сыгранный Такаси Симура опытный, и мудрый воин. Каждый из них достоин отдельного внимания, на каждого из них стоит равняться.

    Самобытная, кустарная, детальная, душевная работа Акиры Куросавы, ставшей бессмертной классикой на долгие годы вперед, послужившая для многих современных авторов примером для подражания, а также стоит отметить, что фильмов с подобной системой в наше время хватает.(Мстители (2011 год) и т. д).

    К просмотру естественно рекомендуется, хотя бы для знания классики, а тем кто любит Японию (как и я) смотреть рекомендуется.

    Об оценке — я придурок!

    9 из 10

    17 марта 2015 | 16:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 403 руб.
    подробнее

    Новости


    Сформировав в ремейке вестерна «Великолепная семерка» команду героев, режиссер Антуан Фукуа продолжает набирать актеров на роли ее противников. Питер Сарсгаард, известный по фильмам «Воспитание чувств» и «Рыцарь дня», ведет переговоры о том, чтобы присоединиться к Дензелу Вашингтону, Крису Пратту и Итану Хоуку в актерском составе и сыграть главного злодея. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.245
    111.АртистThe Artist8.242
    112.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.241
    113.КазиноCasino8.240
    114.Семь жизнейSeven Pounds8.239
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur95.01%
    12.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse94.98%
    13.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.96%
    14.ИнферноInferno94.79%
    15.Кредо убийцыAssassin's Creed94.59%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road132
    Век АдалинThe Age of Adaline8
    Земля будущегоTomorrowland34
    Второй шансDanny Collins11
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.505
    Земля будущегоTomorrowland6.527
    Однажды6.652
    Век АдалинThe Age of Adaline7.612
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.669
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры