всё о любом фильме:

Семь самураев

Shichinin no samurai
год
страна
слоган«The Mighty Warriors Who Became the Seven National Heroes of a Small Town»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Сё Мацуяма, Кохэй Идзаки, ...
монтажАкира Куросава
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время202 мин. / 03:22
Номинации (1):
Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (224 580)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
57 + 0 = 57
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983), «Битва за пределами звёзд» (1980)). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала «Звездные войны: Войны клонов» (2008) посвящен Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы.
    • Считается, что именно в фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Впоследствии этот сюжетный прием часто использовался.
    • Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • Актер Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием.
    • Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
    • Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
    • В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
    • Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
    • В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в фильме «Телохранитель» (1961), — и достиг кульминации в фильме «Кагемуся: Тень воина» (1980), где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами.
    • Cюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» (1998) студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.
    • Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия
    • еще 9 фактов
    Трейлер 04:14

    файл добавил((MoralNumber1971))

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 180 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Нет большей беды, чем недооценивать противника».

    Лао-Цзы.

    Здравствуйте. Меня зовут Акира Куросава. Сегодня я хотел бы поведать вам о своём великом фильме, под названием «Семь самураев»…

    Так мог бы я начать свою статью, если бы, действительно, являлся этим знаменитым японским режиссёром. Однако я всего лишь маленький, простой любитель кинематографа (который просвещается, смотря классические картины, стараясь понять их, запомнить, ну и, конечно же, ухватить некое тайное послание зрителю), так, что лезть высоко, не буду. А хочется…

    Хочется потому, что всё то, что я смотрел в старом, классическом кинематографе мне очень близко и понятно. Вот думал раньше, мол, я парень из XXI века, мне нравится качество плёнки, первоклассный звук, динамика, зрелищный экшн, красивые и харизматичные актёры, а значит, смотреть я буду только современные фильмы… А вот, посмотрел несколько классических лент, так и поразился: не цветная, потёртая плёнка, звук чуть хуже, присутствует даже какая-то наивность, а в целом — не уступают! И сценарий сильный (лихо закрученный), и актёры — то, что надо, и музыка, и съёмки!

    «Да…», подумал я. «Любопытно. Любопытно и интересно». И стал смотреть…

    Теперь я вижу, что эти великие, классические ленты (про которые твердят многие) — стоящее зрелище…

    Да, вот, хотя бы, и сегодняшний пример — «Семь самураев», режиссёра Акиры Куросавы…

    Тем, кто любит Японию, приключенческие фильмы и жанр аниме, данная картина может оказаться особенно близкой. Восточная культура, диалоги, характеры людей, обычаи и традиции — всё это бросается в глаза сразу. Для тех же, кто совсем ничего не знает об этом крае, следует пояснить…

    Прежде всего, стоит отметить, что Акира Куросава для Японии, как национальный герой. Обладая безграничным талантом к киноискусству, он, начиная простым помощником при съёмочной группе, дорастает до уровня ассистента режиссёра, затем пишет первые сценарии, ну, а ещё чуть позже — становится сам у руля всего процесса…

    Самое интересное, во всём этом было то, что режиссёр умел грамотно находить такие темы для своих фильмов, какие были бы близки народу, понятны и, в то же время, заставляли задуматься о жизни насущной…

    Он рассказал нам о разных периодах из жизни Японии. Рассказал с интересом, подбирая толковых актёров, и тщательно прорабатывая детали сценария…

    Ну и, такое серьёзное отношение к делу, не могло не заинтересовать также Европу, Америку. И Акира прославил свой край на весь мир. Сильно, не правда ли? Вроде бы, писал для своих, а оценить смогли все…

    И с «Семью самураями» вышла та же история… Вот, что такое «Семь самураев»? Это художественная, драматическая, философско-приключенческая картина, рассказывающая нам о жизни крестьян XVI столетия, их проблемах с местными разбойниками (междоусобные войны, грабёж, насилие), и нанятых на защиту бедным работникам блуждающих самураев — ронинов (воинов, потерявших своих покровителей).

    Всё. И мир оценил эту серьёзную историю. Ведь за те 203 минуты (3 часа и 23 минуты), что идёт фильм, господин Куросава постарался показать всё: быт крестьян, поиск самураев, стратегию, подготовки, конфликты, недопонимание, юмор, юношескую влюблённость, вылазки следопытов и… оборону деревни…

    Честно скажу, меня потрясла эта картина. Подбор таких актёров, как Такаси Симура — Камбэй Симада (лидер самураев), Тисиро Мифунэ — Кикучио (седьмой участник отряда); логические и мудрые повороты сюжета; оборона деревни, а также неожиданная и интригующая концовка — способствовали тому, что я, со всей должной справедливостью, поставил этой картине высший балл на века.

    Да… Сильно. Один парень веселил, лидер мудрости учил, юноша, своими действиями напоминал, что есть определённые правила и различия… И так далее… Сильно…

    Сама цифра 7 тоже здесь неспроста. «Сильмарилион», 7 чудес света, «Белоснежка и семь гномов», 7 томов романа «Гарри Поттер», а в них — семь крестражей Волан-де-Морта, Джеймс Бонд — это агент 007, «Семь лет в Тибете», в азартных играх — 777 (это Госпожа Удача) и так далее…

    Видится мне, что магия числа до сих пор не теряет свою силу. Недаром об этом говорит огромная популярность фильма, благодаря которому появились различные переделки этой истории.

    Что ж… Это ещё раз подчёркивает силу японского кинематографа и безграничный талант режиссёра.

    10 из 10

    Благодарю за внимание.

    28 февраля 2013 | 22:10

    От этого произведения я прямо скажу — был просто в восторге. Не зря видимо его считают одним из культовых для кинематографистов всего мира. Снятый более полувека назад, японский (а их кинематограф всегда был и является вещью неоднозначной), черно-белый, с хронометражём в три с половиной часа пролетает просто на одном дыхании. Грим, костюмы, декорации и большое внимание, уделяемое деталям не вызывают и малейших нареканий, а наоборот заставляет восхищаться картинкой. Отдельно в этом плане очень порадовала грамотная операторская работа. Все главные действующие персонажи картины проработаны очень основательно. Актёрский состав отлично справился с поставленной задачей, что крестьяне, что самураи — каждый проникся своим образом, его тонкостями и воплотил их на экране крайне умело. Тут можно только отдать должное режиссёру, сумевшему так красочно и аккуратно воссоздать романтические мифологические образы героев-самураев, готовых придти на выручку за идею, за справедливость, за свой народ. Кто-то сама собранность и концентрация, кто-то романтичная и необузданная юность, кто-то сама дерзость, вспыльчивость и праздность, перечислять можно очень долго, да и зачем? Одинаковых среди них вы не найдёте, если даже очень постараетесь. Такое кино надо смотреть. Пусть основа сюжета в нём достаточно проста, пусть сцены сражений не блещут спецэффектами, как в современных блокбастерах, но сделан он определённо с душой, диким желанием и от всего сердца.

    Красивейшее кино, наполненное множеством социальных и философских аспектов, присущим жизни разных слоёв общества той эпохи, отражающей, как ни странно и нашу с вами бытность в какой-то степени.

    2 июня 2010 | 21:14

    Культовый фильм знаменитого японского режиссёра Акиры Куросавы. Эта классическая философская лента прошла испытание временем и обрела статус признанного шедевра, как среди ценителей жанра, так и среди киноманов вообще. Этот фильм стал переломным моментом в истории кинематографа и значительно повысил влияние и авторитет японского кино во всём мире. А устойчивое положение фильма в двадцатке лучших фильмов всех времён и народов по версии американского сайта IMDb указывает на его широкое признание среди современных поколений.

    Обратите внимание на дату премьеры фильма. На тот момент рана, нанесённая человечеству Второй мировой войной, была ещё свежа, особенно для Японии. В стране царила разруха и хаос, благородное чувство взаимопонимания и взаимопомощи по отношению к ближнему было сломлено — люди превратились в трусливую кучку безнравственных эгоистов, думающих исключительно о собственной выгоде и благополучии, им было глубоко наплевать на чужое горе. Именно такой мир Куросава отобразил в своём фильме, разве что адаптировал его под атмосферу феодальной Японии, которая существовала во времена далёкого Средневековья. Разумеется, это придаёт фильму ещё больше интереса — Куросава показал правду, ничем не приукрашивая её, в то же время, окуная зрителя в таинственный и незабываемый мир страны Восходящего Солнца.

    Очень важная заслуга Куросавы заключается в том, что ему удалось очень точно передать стиль и атмосферу эпохи того времени. Атмосферу феодальной Японии подчёркивают декорации и костюмы, а благородный самурайский дух дополняется великолепным музыкальным сопровождением. Мастерски поставленные батальные сцены очень красивы, захватывающи и реалистичны, а главное, нет того глупого пафоса, который часто присущ современным фильмам на подобную тематику. Игра актёрского состава и сценарий обеспечили фильму яркие, запоминающиеся и очень реалистичные персонажи с подробным раскрытием внутреннего мира и психологии каждого из них. Самым интересным и сложным образом я считаю Кикутиё, исполненный японским актёром Тосиро Мифунэ, который сумел продемонстрировать как драматический, так и комедийный талант в одном фильме.

    И в итоге Куросава убеждает нас, что идеального общества не будет никогда, если между его представителями будут отсутствовать взаимопонимание и поддержка, поэтому это кино остаётся актуальным на все времена. И, несмотря на то, что в фильме строго выдержан самурайский дух и атмосфера, он рассчитан далеко не только на японскую аудиторию, так как понятия чести, достоинства, нравственности, морали и человечности не должны быть чужды никому из нас. Кроме того, Куросава снимает очень красиво, зрелищно, захватывающе и весьма доступно для зрительского понимания, поэтому мы получаем идеальный вариант классической философской драмы на приключенческо-историческом фоне.

    Я, будучи любителем приключенческих фильмов и проникновенных драм, ценителем красивого и глубокого кино, рассматриваю этот фильм важным открытием своей киноманской юности. И спасибо же Акире Куросаве за такое открытие.

    7 апреля 2011 | 19:15

    Япония — страна таинственная, для нас, гайдзинов, непонятная и интригующая. Их традиционная культура настолько не похожа на европейскую, что служит источником сотен удивительных фактов. В светском разговоре всегда интересно обсудить самураев, карате, гейш, чайную церемонию, сад камней, икебану, оригами или аниме… впрочем, последнее, как часть современной культуры, обсуждается, бывает, и в резких тонах (я его и сама не понимаю, это аниме), но в большинстве своем все японское обсуждается с восторженным придыханием.

    Самураи в том числе. Бусидо, парные мечи, сеппуку, «должен жить так, будто уже умер», весьма своеобразное понятие о чести, ненормальная для современного европейца преданность сюзерену… впрочем, были самураи и без господина — ронины. Быть ронином было довольно унизительно и они обычно были бедны, поэтому часто вставали на путь преступления. Или становились наемниками. Вот как герои фильма.

    Фильм у Куросавы получился очень… м-м, сложно подобрать слово, личный? теплый? дружественный? В общем, создается впечатление, что ты не смотришь зрелище, не слушаешь историю, а знакомишься с людьми. И они, хотя и японцы, какие-то понятные, эти люди. Они шутят, злятся, горюют и боятся, и ты понимаешь их, словно нет этого культурного разрыва между востоком и западом.

    Вот, например, юный самурай Кацусиро. Явно не бедствующий, хорошо одетый, красивый юноша. Наивный еще и восторженный: никогда никого не убивал, не знал женщин и никогда никого не терял. Мечтал найти себе сенсея, чтобы стать «настоящим самураем». Довольно типичный, вроде бы, образ, но эпизод с веткой сакуры показывает нам, что он живой человек. Действительно, мальчишка — сорвал цветущую веточку, намеревался уже собрать букетик, а потом вдруг, встретив другого человека с букетом, вспомнил, что нюхать цветочки — занятие, недостойное мужчины. И так застеснялся и рассердился…

    А как о нем заботится его сенсей, с какой отцовской теплотой старается уберечь от этого самого бытия «настоящим самураем», потому что прекрасно знает, каково это — кровь, потери, холод долга. Хороший, добрый человек Камбэй, из чистого альтруизма согласившийся защищать деревню от бандитов.

    Да и все семеро — в общем, достойные люди. Даже холодный суровый Кюдзо, даже бешеный Кукитиё весьма человечны. Последний — человек, конечно, странный… очень резкий, диковатый, нервный. Быть может, простоват, но есть в нем какая-то мудрость, и боец он храбрый. В отличие от собратьев по оружию, он носит не катану, а, видимо, одати… он не такой, как они, и на знамени их маленького отряда его не зря изобразили треугольником, а не кружком.

    Крестьяне — тоже не безликая масса. Рикити, довольно приятный молодой парень, никак не способный справиться с горем — у него похитили жену. Страстно желающая жить девушка Сино, которую отец глупо пытался «уберечь», переодев мальчиком. Несчастная старуха, потерявшая всех и ставшая более самураем, чем самураи — не желающей жить, только убивать.

    Фильм получился не столько боевиком, сколько «за жизнь». Ключевой его момент — обвинительная речь Кукитиё. Он обвиняет крестьян за то, что они почти перестали быть людьми, стали жестокими, хитрыми животными; и обвиняет самураев — за то, что они в этом виноваты, отнимая у крестьян последнее. Люди, жизнь которых — искусство убийства, говорит Куросава устами своих героев (Кукитиё и, в финале, Камбэя), должны уйти, проиграть. Не потому, что они плохие. А потому, что объединение крестьян и самураев (в самом общем смысле) невозможно. Пережив вместе битву за деревню, проливая кровь друг за друга, даже влюбившись друг в друга (самурай в крестьянку), те и другие все равно остались разделены. И в конце концов оказывается, что у тех крестьян, что выжили, есть жизнь — они собирают урожай и поют, веселятся… а у тех самураев, что выжили, есть только мечи. Что их ждет в будущем?.. очередные сражения? смерть в бою? сеппуку? Ничего, в общем, хорошего.

    Люди войны бывают необходимы, но будущее останется — если будут благосклонны боги — людям мира. Пока что люди не перековали мечи на орала. Но в искусстве, как раз где-то с середины двадцатого века и по сей день все чаще поднимается тема, что пора прекращать войны, и звучит надежда, что «когда-нибудь это время наступит». Куросава, правда, говорил немного не об этом… он сам сочувствовал скорее самураям, проигравшим, этой кровавой, но яркой, сильной части истории своей страны… но сейчас, ретроспективно, можно воспринять фильм и так.

    Спасибо, господин Куросава.

    9 из 10

    20 апреля 2010 | 16:46

    Если говорить по смыслу, то Куросава рисует нам общество. Это японское общество XVI века, в котором можно увидеть характерное для любого времени распределение. Самураи, достойное и почетное сословие, имели счастье родиться самураями — им не надо тяжело работать, как крестьянам. Это дает им свободу выбора пути и возможность постоянно самосовершенствоваться. Но в то же время их положение обременяет их моральной ответственностью и обрекает на трагичную концовку.

    Основу общества составляют жалкие крестьяне, которые вынуждены работать для того, чтобы жить, и жить для того, чтобы работать. В фильме постоянно бросаются в глаза и вызывают отвращение их искаженные страхом и трудами лица, они — толпа, режущая слух причитаниями и плачем, изредка смеющаяся и поющая во время работ.

    И, наконец, зло — жестокие бандиты, которые работать не хотят. Так же, как и крестьяне, они ориентируются на сезоны сбора посевных культур — вот только не собирают их, а забирают.

    Границы между этими сословиями четкие и нерушимые, их может свести только большая беда или большая любовь — и то, и другое Куросава нам показывает, констатируя в конце, что в победителях остаются не борцы или хищники, а основная масса, люди со спокойной, размеренной жизнью, припасенными сакэ и яствами и надеждой, что кто-то их защитит, а проблемы пройдут.

    Больше всех из самураев врезаются в воображение Кикучио и Кюзо — две противоположности, человек-чувство и человек-разум, человек-порыв и человек-система. Двое, добывших ружья. Двое, героически державшихся до последнего и трагично погибших. Кикучио — вообще феноменальный персонаж, один из ярчайших, которых можно увидеть в кино. Полукрестьянин-полусамурай, он не принадлежит ни к одному из сословий. У него самое сомнительное происхождение — и самый длинный меч. Он маргинал и одиночка, имеющий в придачу ко всем своим эксцентричным повадкам обостренное чувство справедливости. И конечно же, без Тоширо Мифуне, воплотившего Кикучио, он не был бы таким ярким и пластичным.

    Режиссерская работа настолько профессиональна, что ее не замечаешь — видно только актеров, каждый из которых не просто на все 100 соответствует своему образу, но и вкладывается в работу на все 100. Только на втором и последующих просмотрах замечаешь идеально выверенную работу с массовкой, музыкой, постановкой и остальным. Куросава, как и Камбей Шимада, набрал команду из верных делу профессионалов и создал шедевр. Причем в победителях остались и зрители.

    100 из 10

    11 января 2009 | 18:38

    Что ни говори, а это классика. И кто бы что бы ни говорил. Не попрешь против этого фильма. Только не смотрев его, можно что-то там шептать. Потому что лента настолько захватывает, что нельзя оторваться от экрана.

    Казалось бы, многое против данного фильм сегодня. Старый, черно-белый да еще и длинный. Сейчас получила распространение режиссерская версия длиной более трех часов двадцати минут. Другую и смотреть не надо. Были многие против этой ленты и во время съемок. Никто не верил, что будет успех. Недалекие это люди.

    Надо просто немного настроиться на Японию. И понять, что надо знакомиться, прежде всего, с классикой. И вот уже не так страшна продолжительность и цвет. Кстати, в последнее время долгие фильмы увлекательно смотрятся даже в кинотеатрах. Все зависит от режиссера, актеров и прочих участников процесса.

    Акира Куросава выполнил свою задачу. Он сделал глубокое кино в достаточно развлекательном жанре. Философский смысл можно развивать до бесконечности, находя различные отсылки и сравнения. А достаточно бодрые диалоги и батальные цены развлекают зрителя.

    Конечно, очень постарались актеры. К концу фильма я четко разделял семерых ронинов, которые решились заняться любимой работой. Сперва возникало ощущение, что их изначально было больше. Это все на фоне масштаба происходящего. Конечно, не битва двух императорских армий. Но любая битва за свою свободу, близких и за самого себя становится самой масштабной. Для того, чтобы дать зрителю войти в положение крестьян, времени не жалелось.

    Конечно, на первый план выходит Тосиро Мифуне. О ком еще говорить после Акиры Куросавы? Надо заметить, он отрывался по полной программе. Неудивительно, что впоследствии наизусть повторял реплики своего персонажа. Такой ненормальный, вспыльчивый и такой же благородный и храбрый. Я первое время считал, что он прикидывается. Как же еще думать о его персонажах, после лент «Телохранитель» и «Отважный самурай». Но Мифуне был молод и полон энергии. В данной ленте он блестящее ее выплеснул.

    Надо будет еще раз посмотреть «Великолепную семерку». Сам Куросава говорил, что основная мысль в голливудской версии передана правильно. Но я уверен, что никогда и ничто не сможет преодолеть этот шедевр. Как все просто и гениально. Хотя не так уж и просто. Работа проделана гигантская. Остается вздохнуть и наслаждаться другими шедеврами мастеров кинематографа. Благо, их хватит на всю оставшуюся жизнь. Это если жить вечно.

    9 из 10

    11 января 2013 | 20:38

    Фильм Акира Куросавы «Семь самураев».

    Ставшая уже классической история о самурайской чести о и мужском долге.

    О фильме уже столько написано, что поневоле задаёшься вопросом, что можно добавить нового, /оригинального/. Но, тем не менее, я попробую.

    В некоем японском селении, в смутные времена политической нестабильности остро стал вопрос о выживаемости, /некие бандиты регулярно экспроприируют пищевые запасы/. Старейшина подсказывает односельчанам простой выход, нанять бедных самураев, /согласных служить только за пищу/, для охраны селения. Сказано сделано. И вот семь самураев приступают к своим обязанностям.

    Время действия размыто, есть кое-какие ориентиры, но они только подчёркивают ошибочность предположений. 1574 год, отмечен в украденной грамоте, и путём простого вычисления мы приходим к дате 1586 год. Эпоха Сэнгоку. Смутные времена. Изгнание последнего сёгуна Ода Нобунаги и начало правления Тоётоми Хидэёси / имена эти есть в фильме, но упоминаются вскользь/. Это ещё было время первого огнестрельного оружия, впервые применённого в битве при Ногасино, /добавлю, почти все самураи из семёрки защитников деревни тоже были убиты из огнестрельного оружия/.

    Из чего мы делаем вывод, самурайский меч это хорошо, а технический прогресс ещё лучше.

    Но Курасава, как истинный художник находит компромиссы и увязывает одно с другим, японские традиции, японский менталитет с днём сегодняшним. Считается, что фильм всё таки более тяготеет к притчи и на историческом материале показан человек нашего времени. Есть предположения, что это фильм о кино, есть и другие предположения, я не буду их разбирать, у кого будет желание, тот обратится к специальной литературе. Я лучше об идее, о глубинном смысле, насколько я лично его понимаю.

    Я не зря говорил о техническом прогрессе, всё течёт, всё изменяется, /ох, эти вечные истины/, и в течении этом мы теряем главное. Теряем себя, теряем душу свою. Нет, мы конечно живём, наслаждаемся благами, комфортом, своим личным маленьким мирком. Мы не замечаем, /нынче такое модное слово придумали, негатив/, пытаемся не замечать этот негатив. Не понимая, что это и есть жизнь, /в конце фильма есть душераздирающий эпизод, когда оставшиеся в живых самураи стоят у могил друзей, а крестьяне, за которых те отдали свои жизни, не замечают этого, занимаясь своими текущими делами. Как будто ничего не произошло/. Ничего не напоминает? А ты никогда не был так увлечён текущими делами, что не замечал тех, кому был обязан. И не важно, кто это был, друг, брат, хороший человек, просто случайный человек, который был, и которого нет. А ты есть. Впрочем я не о том, что за добро надо ждать благодарности, быть благодарным, да, но это уже согласись немного иное.

    Быть на свете, это не значит просто быть, или быть, чтоб урвать своё. Видимо надо быть, для чего-то важного, а важное это надо либо сотворить из своей жизни, либо не упустить в процессе своей жизни. И для этого надо не та уж много. Быть честным, добрым, справедливым, жить по совести, уважать и любить ближнего, помнить, что все мы не вечны, а детям нашим жить после нас, /смотри шире, потомкам нашим, стране, земле нашей, человечеству в целом/. Нужно, чтоб они, /потомки/, гордились нами. И для этого нужно соответствовать этому. Соответствовать нравственно.

    Самурайский дух по Курасаве, это не только дух жизни, это ещё та сталь, из которой не может быть выкован плохой клинок, это правда жизни, но не только та, которая есть, а и та какой она должна быть. Иначе нам не быть, ибо, не сохранив связь с прошлым, мы потеряем связь с будущим, а потеряв связь с будущим, мы потеряем всё. И свои культурные традиции, и смысл жизни и себя как личность.

    26 июня 2015 | 14:47

    «Семь самураев» — это прежде всего фильм о силе, стойкости и красоте человеческого духа, во времена феодальной эпохи в Японии 16 века. «Семь самураев» — это прекрасная иллюстрация того, как в те времена взаимодействовали различные социальные классы, со всеми их проблемами, предрассудками, на протяжении всего фильма Акира Куросава никогда не забывает об этих различиях и умело их иллюстрирует. Очевидно, что самурай являются по большей части доблестными войнами, а крестьяне — беднейшим классом, не имеющим даже средств на оплату своих защитников.

    Главное направление в «Семь самураев» — это сравнение двух психотипов: самурая или «война» и «крестьянина». Самообладание, сила духа, мужество с одной стороны, в противовес эгоизму и неблагодарности с другой. В этом плане финальный эпизод является яркой иллюстрацией.

    «Всё таки мне кажется мы проиграли, а победили крестьяне».

    Показав в самураях способность к состраданию, а именно состраданию к простому народу, пускай и не совсем благодарному, а также фантастическую храбрость и самопожертвование. Акире Куросаве удалось создать не только отличный фильм, ключевые моменты которого можно с легкостью обнаружить в многочисленных фильмах вышедших позднее, но и также мастерское использование эффекта «Deep Focus».

    27 мая 2011 | 11:25

    Есть что-то особенное, неуловимое в старых фильмах, вызывающие восхищения. Эмоции, заставляя сопереживать, не отрываясь от просмотра, даже если хронометраж ленты длится около трех часов. Возможно, дело в особенностях режиссуры, прорисовке персонажей, нестандартной подачи идеи. Возможно, именно моя любовь к японской культуре, воспетой в кинематографе, заставила меня полностью погрузиться в происходящее. Как бы там не было, фильм господина Акиры Куросавы я воспринял с огромнейшим восторгом.

    Что же хотел отобразить в своем творении Куросва-сан? Принято считать, что автор мечтал создать ленту о боевых приключениях самураев с легким историческим фоном средневековой эпохи. Тут же с легкой подачи мастера, зритель переносится в шестнадцатый век, где кастовые связи имеют огромнейшее значение, крестьяне вынуждены бесконечно обрабатывать свои поля, дабы прокормить себя и целые орды нападающих на них бандитов, а образ самурая воспринимается как нечто возвышенное, граничащие со святостью.

    Как не странно, уже первые кадры свидетельствуют о том, что автор сразу же отбрасывает подобную форму повествования. Целый час экранного времени он уделяет для того, чтоб не просто познакомить зрителя с особенностями характеров главных действующих лиц, то также отобразить ментальность каждого из них. Кто-то готов сражаться за еду, кто-то из-за уважения Камбею Шимаде, есть такие, которые желают оттачивать свое мастерство, либо жаждут военной славы. С одной стороны, Куросава показывает людей совершенно естественных, со всеми своими недостатками, с другой — дает возможность развиваться, достигая определенного уровня совершенства. Ибо в способности объединиться, сплотит вчера еще трусливых крестьян, сражаясь с ними бок о бок, дабы последние смогли защитить свое место под солнцем, скрывается подлинная идея всей картины.

    Само же зло, в обличии вполне эфемерных бандитов играет здесь роль фона, ведь главная борьба, которой уделено больше внимания, нежели сценам батальным, происходит среди жителей деревни. Есть те, кто готовы скрыться бегством, есть такие, которые при первой же опасности бросают оружие, но в счете конечном, именно способность сплотится, играет здесь немаловажную роль. Дабы предать реалистичности, автор не стыдится отображать конфликт, происходящий между самураями и теми, кого они вынуждены защищать. Любовная линия, возникшая между учеником и дочерью одного с крестьян, яркое тому подтверждение. Ибо кастовая разница, преданность своим корням, имели в средневековой Японии огромнейшее значение. Куросава оставляет открытую концовку лирической истории, дабы каждый смог сам додумать ее продолжения.

    Наравне, с легкостью повествования, приключенческим характером ленты, поражает подача персонажей. Конечно же, больше всех запомнился Кикучио (Тосиро Мифунэ), появления которого в кадре невозможно воспринимать без смеха. Именно линия сего героя, очень удачно разбавляла, драматичные по своей сути события, внося уместную нотку юмора.

    Хочу отметить также постановку батальных сцен. Автор не стал прибегать к впечатляющим трюкам и эффектам. Лишь размеренный план, где один точный удар зачастую и решает исход боя, благодаря чему все события воспринимались вполне реально.

    И, снова концовкой картины Акира-сан, с присущей ему иронией, отображает всю суть природы человеческой и классового различия. Жители деревни, все так же остаются привязанными к своей земле, занятые своими ежедневными хлопотами, самураям же, вместо сапки, ближе боевая катана. Каждый в конечном итоге, остается собой, исполняя роль, предписанную средневековым японским обществом. Лишь флаг с изображением семи самураев и поля будут напоминать о битвах и днях минувших.

    10 из 10

    18 февраля 2014 | 01:09

    Довольно трудный для восприятия фильм для представителя европейской культуры.

    Посмотрев фильм, понимаешь, что его сюжет или отдельные его элементы, повторены во множестве других фильмов, выпущенных в США и Западной Европе. Фильм действительно значимый и внесший значительный вклад в развитие мирового кинематографа.

    Хорошо показаны средние века в Японии, которые не слишком, в общем-то отличаются от Европы. Сословная разобщенность, недопонимание, недоверие, ненависть. Самураи со своей культурой, понятиями, образом жизни, моралью, крестьяне со своей, как будто иностранцы встретились друг с другом. Показателен и финал фильма. Но фильме ясно было видно, что бандиты во время своей атаки побили множество крестьян. И их погибло не в пример больше, чем самураев. Но крестьян, разумеется, никто не считает. Для самураев жизнь крестьян ценностью не является.

    Но фильм очень хороший. Каждый уважающий себя любитель кинематографа обязан его увидеть

    10 из 10

    2 сентября 2012 | 19:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 399 руб.
    подробнее

    Новости


    Сказать, что Антуан Фукуа снял ремейк классического вестерна, нельзя, поскольку сам по себе фильм Джона Стёрджеса был ремейком «Семи самураев» Акиры Куросавы. Режиссер «Падения Олимпа» и «Великого уравнителя» поведал КиноПоиску о том, как решился на такую непростую работу. (...)
     
    все новости

    Интервью


    В Лос-Анджелесе прошла первая пресс-конференция фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы». КиноПоиск, как и все остальные журналисты, ленту не видел, но выбрал для вас самые занятные моменты. В первой части Кэрри Фишер говорит про спиртное, Адам Драйвер рассказывает про Кайло Рена, а Джей Джей Абрамс отвечает на вопрос, есть ли смысл оставаться в зале после титров. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    240.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.063
    241.ДогвилльDogville8.062
    242.РататуйRatatouille8.060
    243.Республика ШКИД8.060
    244.ГаттакаGattaca8.059
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Свет в океанеThe Light Between Oceans93.60%
    22.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.54%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.34%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.23%
    25.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.20%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft78
    Половое воспитаниеSex Ed4
    Адам портит всёAdam Ruins Everything4
    ХроносCronos14
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse91
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.244
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.890
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.549
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.172
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры