всё о любом фильме:

Семь самураев

Shichinin no samurai
год
страна
слоган«The Mighty Warriors Who Became the Seven National Heroes of a Small Town»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Сё Мацуяма, Кохэй Изаки, ...
монтажАкира Куросава
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время202 мин. / 03:22
Номинации (1):
Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…

Куросава показывает яркие, выразительные и такие достоверные персонажи, что, кажется, всему происходящему зритель был свидетелем сам.

Несмотря на реалистичность и беспощадность в подаче материала, картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. Этот фильм стал в буквальном смысле культовым для кинематографистов всего мира.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.80 (183 336)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
57 + 0 = 57
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983), «Битва за пределами звёзд» (1980)). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала «Звездные войны: Войны клонов» (2008) посвящен Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы.
    • Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
    • Актер Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием.
    • Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
    • В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
    • Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
    • Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • Считается, что именно в фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Впоследствии этот сюжетный прием часто использовался.
    • В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в фильме «Телохранитель» (1961), — и достиг кульминации в фильме «Кагемуся: Тень воина» (1980), где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами.
    • Cюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» (1998) студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.
    • Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия
    • еще 9 фактов
    Трейлер 04:14

    файл добавил((MoralNumber1971))

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 74 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что ни говори, а это классика. И кто бы что бы ни говорил. Не попрешь против этого фильма. Только не смотрев его, можно что-то там шептать. Потому что лента настолько захватывает, что нельзя оторваться от экрана.

    Казалось бы, многое против данного фильм сегодня. Старый, черно-белый да еще и длинный. Сейчас получила распространение режиссерская версия длиной более трех часов двадцати минут. Другую и смотреть не надо. Были многие против этой ленты и во время съемок. Никто не верил, что будет успех. Недалекие это люди.

    Надо просто немного настроиться на Японию. И понять, что надо знакомиться, прежде всего, с классикой. И вот уже не так страшна продолжительность и цвет. Кстати, в последнее время долгие фильмы увлекательно смотрятся даже в кинотеатрах. Все зависит от режиссера, актеров и прочих участников процесса.

    Акира Куросава выполнил свою задачу. Он сделал глубокое кино в достаточно развлекательном жанре. Философский смысл можно развивать до бесконечности, находя различные отсылки и сравнения. А достаточно бодрые диалоги и батальные цены развлекают зрителя.

    Конечно, очень постарались актеры. К концу фильма я четко разделял семерых ронинов, которые решились заняться любимой работой. Сперва возникало ощущение, что их изначально было больше. Это все на фоне масштаба происходящего. Конечно, не битва двух императорских армий. Но любая битва за свою свободу, близких и за самого себя становится самой масштабной. Для того, чтобы дать зрителю войти в положение крестьян, времени не жалелось.

    Конечно, на первый план выходит Тосиро Мифуне. О ком еще говорить после Акиры Куросавы? Надо заметить, он отрывался по полной программе. Неудивительно, что впоследствии наизусть повторял реплики своего персонажа. Такой ненормальный, вспыльчивый и такой же благородный и храбрый. Я первое время считал, что он прикидывается. Как же еще думать о его персонажах, после лент «Телохранитель» и «Отважный самурай». Но Мифуне был молод и полон энергии. В данной ленте он блестящее ее выплеснул.

    Надо будет еще раз посмотреть «Великолепную семерку». Сам Куросава говорил, что основная мысль в голливудской версии передана правильно. Но я уверен, что никогда и ничто не сможет преодолеть этот шедевр. Как все просто и гениально. Хотя не так уж и просто. Работа проделана гигантская. Остается вздохнуть и наслаждаться другими шедеврами мастеров кинематографа. Благо, их хватит на всю оставшуюся жизнь. Это если жить вечно.

    9 из 10

    11 января 2013 | 20:38

    «7 самураев» стали самым большим разочарованием, которое я испытывал от общепризнанной классики.

    Какая-то неестественность пронизывает все аспекты фильма, от грима до сюжетной линии и отображения действующих лиц.

    Все «несамураи» выглядят карикатурными дергаными торопыжками с интеллектом мартышек. «Самураи» тоже немало доставляют. Особенно Мифунэ, пытающийся изобразить голозадого полуорангутанга-полукобеля. Актерская игра, если она там и присутствует, в худших традициях самодеятельного театра села Кукуево. Неуклюжие, наигранные «батальные сцены», представляющие собой беспорядочную визгливую беготню с хаотичным маханием оружием. Понятно, что никто не гнался за реализмом, но все же хоть какое-то изящество должно быть.

    По большому счету, на протяжении всего просмотра у меня не возникало никаких эмоций. Хотя нет, порой я не знал, смеяться надо или плакать от беспомощности происходящего на экране. Может, я чего-то не понимаю, но сопереживать подобному действу у меня никак не получалось.

    Итого — 4 балла с учетом повышающего коэффициента 1,5 для классики.

    2 июля 2011 | 04:43

    Классическую ленту Акиры Куросавы «Семь самураев» принято позиционировать, как чрезвычайно человеколюбивый фильм, с серьезным таким гуманистическим посылом. Вздор. Право же, в картине нет ни одного по-настоящему положительного героя, нет, по сути, и подвига, а если и есть, то совершившие его, оказываются последними, кому он был нужен, особой любви к людям также не наблюдается. Конечно, исходя из объективных предпосылок, а для некоторых еще и воспоминаний о детских просмотрах, все ожидания нацелены на то, чтобы увидеть красивую, трогательную и несколько прямолинейную олдскульную ленту, которой заранее все это простить, за высочайшее мастерство исполнения и время появления на свет.

    В результате оказывается, что прощать «самураям» вообще нечего. Так уж получилось, что назовем ее «концепцией подвига» в одном из самых известных фильмов о собственно подвиге, места не нашлось. А картина, видимо в силу своего классического статуса воспринимаемая исключительно серьезно, оказывается довольно ироничной, если не сказать стебной. Классический сюжет, при этом перевернутые персонажи, перевернутые сюжетные линии, все признаки иронии налицо. Как оно должно быть «на самом деле», понятно. Отважные самураи самоотверженно встают на защиту бедных, страдающих крестьян, те в свою очередь своих спасителей боготворят, а как результат злые бандиты, конечно, побеждены, и все заканчивается хорошо. Слава героям и все такое прочее. Вот только у Куросавы все происходит совсем не так.

    Для начала, скажем, что бандиты в фильме выступают злом эфемерным, абсолютно обезличенным. Никакой смысловой или идейной нагрузки они не несут, нужны лишь для развития сюжета. Противостояние между самураями и бандитами, хотя формально и вынесено на первый план, является лишь сюжетной завязкой и автора практически не интересует. Второе, «настоящее» противостояние, ради которого и снимался фильм, происходит между самураями и крестьянами. Здесь именно они по разные стороны баррикад, пусть даже сами не сразу это понимают. Собственно центральный конфликт между спасителями и спасаемыми оригинален для художественного кино настолько, что даже список из одного-двух названий, из того что было снято до или после, не складывается.

    Так Куросава тратит целый час эфирного времени на то, чтобы показать, как формировался отряд из семи отважных. И делает это не столько ради того, чтобы познакомить зрителя со всеми персонажами, сколько ради того, чтобы показать насколько разной была их мотивация. Безродный выскочка-самозванец хочет наконец-то определиться кто же он на самом деле, юноша хочет найти учителя и стать настоящим мужчиной-воином, еще одному нечего есть, другому просто нечего делать. И пусть всего лишь один заявляет напрямую, «что я знаю как тяжело живется крестьянам, но иду с Вами совсем не ради них, а ради того чтобы иметь честь сражаться с Вами плечом к плечу», очевидно, что из всего отряда только его лидер отправился в деревню исключительно ради того, чтобы помочь чужим людям. Именно ему и придется больше всех пожалеть об этом.

    Крестьяне отвечают самураям «взаимностью». Ни одного спасибо не будет сказано, ни одного по-настоящему положительного поступка мы от них не увидим. Право, не воспринимать же за них банальное стремление выжить любой ценой, которое и животным вполне себе присуще. Любовная линия, по сути, стандартный атрибут таких сюжетов здесь играет непривычную роль, и, пожалуй, наиболее наглядно отображает основной конфликт. Один крестьянин говорит убитому горем отцу, «по крайней мере, она была с самураем, а не с бандитом». То есть понятно, что чтобы не происходило, и те и другие для них враги, просто из двух зол выбирают меньшее. И шикарная развязка, когда обесчещенная девушка сама бросает любимого, предпочитая остаться в родной деревне и всю жизнь прожить с этим позором, но среди своих. Сила кастового духа, что сделаешь.

    Таким образом, кино совсем не о том, как самураи победили бандитов. Главное то, что автор весь фильм сталкивает между собой самураев и крестьян, выставляя в более неприглядном свете то одних, то других, но, несмотря на финальное «победили крестьяне, не мы» сам для себя победителей здесь не находит. При этом пропасть между классами столь велика, что даже совместно пролитая кровь ее ничуть не сближает. А еще в Самураях, так, между прочим, самом известном кино о средневековой Японии, Куросава пристально изучает общество того времени, но не находит в нем никакой положительной первоосновы для формирования современной японской ментальности. В свете этого интересно, в Японии все приняли картину столь восторженно, или в этот раз лишь по счастливому случаю голоса урапатриотов были заглушены восторгом ценителей прекрасного?

    В остальном «Семь самураев» типичное «big great movie», таких сняли-то всего штук семь-восемь. То есть масштабное, претенциозное кино с крайней степенью перфекционизма, когда абсолютно все доведено до идеала.

    3 февраля 2010 | 08:19

    Есть что-то особенное, неуловимое в старых фильмах, вызывающие восхищения. Эмоции, заставляя сопереживать, не отрываясь от просмотра, даже если хронометраж ленты длится около трех часов. Возможно, дело в особенностях режиссуры, прорисовке персонажей, нестандартной подачи идеи. Возможно, именно моя любовь к японской культуре, воспетой в кинематографе, заставила меня полностью погрузиться в происходящее. Как бы там не было, фильм господина Акиры Куросавы я воспринял с огромнейшим восторгом.

    Что же хотел отобразить в своем творении Куросва-сан? Принято считать, что автор мечтал создать ленту о боевых приключениях самураев с легким историческим фоном средневековой эпохи. Тут же с легкой подачи мастера, зритель переносится в шестнадцатый век, где кастовые связи имеют огромнейшее значение, крестьяне вынуждены бесконечно обрабатывать свои поля, дабы прокормить себя и целые орды нападающих на них бандитов, а образ самурая воспринимается как нечто возвышенное, граничащие со святостью.

    Как не странно, уже первые кадры свидетельствуют о том, что автор сразу же отбрасывает подобную форму повествования. Целый час экранного времени он уделяет для того, чтоб не просто познакомить зрителя с особенностями характеров главных действующих лиц, то также отобразить ментальность каждого из них. Кто-то готов сражаться за еду, кто-то из-за уважения Камбею Шимаде, есть такие, которые желают оттачивать свое мастерство, либо жаждут военной славы. С одной стороны, Куросава показывает людей совершенно естественных, со всеми своими недостатками, с другой — дает возможность развиваться, достигая определенного уровня совершенства. Ибо в способности объединиться, сплотит вчера еще трусливых крестьян, сражаясь с ними бок о бок, дабы последние смогли защитить свое место под солнцем, скрывается подлинная идея всей картины.

    Само же зло, в обличии вполне эфемерных бандитов играет здесь роль фона, ведь главная борьба, которой уделено больше внимания, нежели сценам батальным, происходит среди жителей деревни. Есть те, кто готовы скрыться бегством, есть такие, которые при первой же опасности бросают оружие, но в счете конечном, именно способность сплотится, играет здесь немаловажную роль. Дабы предать реалистичности, автор не стыдится отображать конфликт, происходящий между самураями и теми, кого они вынуждены защищать. Любовная линия, возникшая между учеником и дочерью одного с крестьян, яркое тому подтверждение. Ибо кастовая разница, преданность своим корням, имели в средневековой Японии огромнейшее значение. Куросава оставляет открытую концовку лирической истории, дабы каждый смог сам додумать ее продолжения.

    Наравне, с легкостью повествования, приключенческим характером ленты, поражает подача персонажей. Конечно же, больше всех запомнился Кикучио (Тосиро Мифунэ), появления которого в кадре невозможно воспринимать без смеха. Именно линия сего героя, очень удачно разбавляла, драматичные по своей сути события, внося уместную нотку юмора.

    Хочу отметить также постановку батальных сцен. Автор не стал прибегать к впечатляющим трюкам и эффектам. Лишь размеренный план, где один точный удар зачастую и решает исход боя, благодаря чему все события воспринимались вполне реально.

    И, снова концовкой картины Акира-сан, с присущей ему иронией, отображает всю суть природы человеческой и классового различия. Жители деревни, все так же остаются привязанными к своей земле, занятые своими ежедневными хлопотами, самураям же, вместо сапки, ближе боевая катана. Каждый в конечном итоге, остается собой, исполняя роль, предписанную средневековым японским обществом. Лишь флаг с изображением семи самураев и поля будут напоминать о битвах и днях минувших.

    10 из 10

    18 февраля 2014 | 01:09

    Если говорить по смыслу, то Куросава рисует нам общество. Это японское общество XVI века, в котором можно увидеть характерное для любого времени распределение. Самураи, достойное и почетное сословие, имели счастье родиться самураями — им не надо тяжело работать, как крестьянам. Это дает им свободу выбора пути и возможность постоянно самосовершенствоваться. Но в то же время их положение обременяет их моральной ответственностью и обрекает на трагичную концовку.

    Основу общества составляют жалкие крестьяне, которые вынуждены работать для того, чтобы жить, и жить для того, чтобы работать. В фильме постоянно бросаются в глаза и вызывают отвращение их искаженные страхом и трудами лица, они — толпа, режущая слух причитаниями и плачем, изредка смеющаяся и поющая во время работ.

    И, наконец, зло — жестокие бандиты, которые работать не хотят. Так же, как и крестьяне, они ориентируются на сезоны сбора посевных культур — вот только не собирают их, а забирают.

    Границы между этими сословиями четкие и нерушимые, их может свести только большая беда или большая любовь — и то, и другое Куросава нам показывает, констатируя в конце, что в победителях остаются не борцы или хищники, а основная масса, люди со спокойной, размеренной жизнью, припасенными сакэ и яствами и надеждой, что кто-то их защитит, а проблемы пройдут.

    Больше всех из самураев врезаются в воображение Кикучио и Кюзо — две противоположности, человек-чувство и человек-разум, человек-порыв и человек-система. Двое, добывших ружья. Двое, героически державшихся до последнего и трагично погибших. Кикучио — вообще феноменальный персонаж, один из ярчайших, которых можно увидеть в кино. Полукрестьянин-полусамурай, он не принадлежит ни к одному из сословий. У него самое сомнительное происхождение — и самый длинный меч. Он маргинал и одиночка, имеющий в придачу ко всем своим эксцентричным повадкам обостренное чувство справедливости. И конечно же, без Тоширо Мифуне, воплотившего Кикучио, он не был бы таким ярким и пластичным.

    Режиссерская работа настолько профессиональна, что ее не замечаешь — видно только актеров, каждый из которых не просто на все 100 соответствует своему образу, но и вкладывается в работу на все 100. Только на втором и последующих просмотрах замечаешь идеально выверенную работу с массовкой, музыкой, постановкой и остальным. Куросава, как и Камбей Шимада, набрал команду из верных делу профессионалов и создал шедевр. Причем в победителях остались и зрители.

    100 из 10

    11 января 2009 | 18:38

    Акира, в сущности, не сделал ничего неожиданного, он просто объединил модный в те годы неореализм с классической для Японии самурайской темой. На «выходе» получился фильм, потрясший европейского и американского зрителя и вызвавший не самые однозначные оценки у самих японцев.

    С чем же эта неоднозначность связана? Я думаю, что именно Акира, одним из первых, показал, что самураи обычные люди. Люди, готовые защищать крестьян. Люди, которые могут остаться без денег и просто колоть дрова в качестве оплаты за еду. Люди, которые готовы в пылу неожиданно возникшей обиды зарубить друг друга. Люди, которые могут просто умирать, без лишнего пафоса.

    Присмотритесь к деталям. Многого стоит кадр, в котором учащий крестьян боевому искусству самурай задумываясь чешет свою ногу. Уверен, такая простота в изображении героев прошлого проводила межкультурный мост — представители европейской парадигмы развития, проникались реалистичностью образов. Но понравилось ли это ценителям традиций? Даже название фильма не в полной мере отражает реалий, и в угоду стереотипам общеизвестное слово «самураи» вытеснило куда более точное — «ронины».

    Значение фильма Куросава нельзя недооценивать. Это была одна из ступенек для признания японской идентичности со стороны другого мира. Однако, мне куда более по душе более лаконичный «Расемон», психологические притчи Масаки Кобаяси и самурайские «файты» от Хироси Инагаки.

    По правде говоря, картину про «Семь самураев» сейчас смотреть ведь не так уж и просто. Длинный хронометраж, полностью выпадающая середина ленты. Да и сцена поединка не кажется мне уж слишком интересной — Куросава концентрирует внимание на реалистичности, жертвуя эстетической привлекательностью. Прекрасно понимаю восторги — смотрится ведь все как хроника событий. Между тем, есть ведь и вопрос личных симпатий. Признаю высокий уровень батальных сцен, но не восторгаюсь ими.

    В самом начале ленты будет один поединок, который я очень ценю. В процессе тренировки двое самураев повздорят. Обнажив мечи они сойдутся в поединке, который завершится после всего лишь одного удара. Вот тут реализм оказался как нельзя кстати.

    5 из 10

    24 сентября 2013 | 14:14

    Гениальный фильм, до предела реалистично показывающий дух средневековой Японии. В нем нет места пафосу и голливудской декоративности, он настолько натуралистичен, что зритель поневоле начинает верить в происходящее.

    Яркие и вместе с тем человечные образы самураев, деликатная любовная линия, истинно японская постановка боевых сцен, мастерское раскрытие социальной и психологической темы, лаконизм и «самурайская» сдержанность в подаче материала оставляют особенное «послевкусие», после просмотра.

    10 из 10

    26 апреля 2008 | 13:30

    Семь самураев — знаменитая лента великого японского режиссера Акиры Куросавы, повествующая о небольшой деревушке, жители которой не могут себя защитить от разбойников, периодически их грабящих и не дающих нормально жить. Именно самураи являются выходом из данной ситуации — защитники, которые смогут занять оборону. Собственно с осознания факта необходимости защиты и начинается эта 3,5 часовая антивоенная лента.

    Реальность как и 400 лет назад, так и сейчас по прежнему изобилует людьми, живущими ради себя, но Куросава и после «Расемона» указывает на тех, кто из этой толпы выделяется и заставляет «верить в человека». В данном случае это несколько самураев, решившихся таки помочь нуждающимся. Все они люди разные, а один даже оказывается не совсем тем, кем себя выдавал. Но эти семь самураев объединяются, и объединяют и жителей городка, готовя их к грядущей битве.

    Сразу говорю — не стоит ждать от ленты множества батальных сцен и огромных масштабов — первые две трети картины состоят на большую часть из диалогов и подготовки к самой обороте. Но скучно ли на это смотреть? Нет. Тут и сами персонажи интересны, и юмор имеется. А последний час картины только и покажет батальные сцены, серию боев, показанных без особого смакования и приукрашивания — все просто и реалистично, смерть есть смерть. С каждой стычкой все больше зачеркивается шариков-разбойников, и все больше становится шансов что очередной меч воткнется в небольшой холмик.

    Благодаря отменной режиссуре, прекрасной актерской игре и качеству съемки немаленькая по продолжительности картина просматривается на одном дыхании и заставляет в себя поверить, поверить в героев, и проникнутся ситуацией, которая на самом деле отражает любой конфликт происходящий в мире, не зависимо от типа оружия, места и времени. У него опять есть люди плохие, но главные герои — пусть и не идеальные, но честные, и главное, человечные. Они такие разные, но их объединяет общая цель, выражающая сходство героев друг с другом. Победа или нет — это совсем не важно для Куросавы, для него куда важнее сам факт потерь. Война — плохо, война — смерть. Куда важнее быть человеком и прививать другим людям стремление к миру и человечности.

    10 из 10

    31 декабря 2013 | 13:02

    К этому фильму, с большим опозданием в конце 1980-х попавшему на советские экраны, почему-то было принято относиться с почтением, как к антиквариату, из которого нельзя извлечь никакой пользы. Лишь появление новой, анимационной версии (2004) отчасти изменило ситуацию.

    А ведь именно «Семь самураев» являются в творчестве Куросавы, пожалуй, наиболее увлекательным, захватывающим, интересным прежде всего в сугубо зрелищном плане произведением, чей высокий коммерческий потенциал косвенно подтвердил и голливудский «ремейк» — вестерн «Великолепная семёрка» (1960). Да и на родине автора картина, получившая престижные награды в Европе (Серебряная премия на МКФ в Венеции) и в США («Оскар»), наверняка поначалу воспринималась лишь удачным образчиком традиционного японского киножанра.

    Куросава, по сути, вдохнул новую жизнь в «кэнгеки», подобно тому, как сорок лет спустя, его молодой соотечественник Такэси/Такеши Китано выступит реформатором гангстерского кинематографа.

    И всё-таки новаторство «Семи самураев», конечно, не в только этом. Даже если режиссёр сознательно не вкладывал в свою занимательную историю прямых аллюзий на современность, в ленте потрясающе точно, на интуитивном уровне, отражена смена общественных настроений.

    На замысел, безусловно, не мог не повлиять параллельно нараставший в стране протест против проводившейся под давлением США ремилитаризации Японии — и уже в декабре 1954-го (спустя всего полгода после премьеры) подаст в отставку премьер-министр Сигэру Иосида, на смену которому придёт либерал-демократ Итиро Хатояма. Это косвенно объясняет, с какой целью Куросава обратился к одному из самых загадочных образов страны Восходящего солнца — к образу самурая, её во многом олицетворявшему, подвергнув сомнению основополагающее положение «бусидо/бушидо», ограничивающее смысл жизни любого из касты воинов служением хозяину — сёгуну.

    Ирония фильма в том и заключается, что семеро самураев нанимаются работать к презренным крестьянам, причём только за еду и ночлег. Но события интерпретируются отнюдь не сатирически, приобретая, напротив, драматическую, а вскоре и патетическую интонацию — только истинными героями предстают… земледельцы, трудящиеся в поте лица своего.

    Мифунэ великолепен в образе Кикучийо, шестого из семи, который признаётся в своём «низком» происхождении, а в финале выжившие в схватке самураи сами убеждаются в мысли, что «победили не мы, а они» — крестьяне.

    Искренний и красноречивый призыв автора вознестись над устоявшимися, сдерживающими рамками национального менталитета, повернуться лицом к общечеловеческим гуманистическим идеалам, ценность коих для режиссёра неоспорима, не утратил своей актуальности и по сей день.

    В то же время противопоставление «крестьянин — самурай» приобретает в фильме и трансцендентный смысл, символизируя собой антиномию «жизнь — смерть», в которой Куросава, опять же во многом вопреки японским традициям, воспевает первое. Между прочим, эта сторона «Семи самураев» вызывала неподдельное восхищение у Андрея Тарковского, включившего фильм в число 10 лучших произведений кинематографа.

    12 декабря 2008 | 21:16

    Мало фильмов 50 годов, которые могут не уступать шедеврам 90-ых и выше. Не сочтите меня слишком прямолинейным, но хорошая картинка — это очень немаловажная вещь!

    Но этот фильм соперничает и выигрывает! 54 год! Длиться дольше 3 часов, но держит на одном дыхании. Помимо марали и смысла в нем показаны какими могут быть люди, как дурачек, которого мало кто воспринимал всерьез может стать ключевой фигурой, это я о герое великолепного Тосиро Мифуне, в те времена у него были весьма однообразные роли, но он своего рода Клинт Иствуд из Азии.

    Этот фильм достоин того, чтобы его смотрели еще 56 лет!

    10 из 10

    31 октября 2010 | 13:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 391 руб.
    подробнее

    Новости


    Студия MGM полна решимости переделать вестерн «Великолепная семерка» и зовет в режиссерское кресло Антуана Фукуа. На главную роль приглашают Дензела Вашингтона, работавшего с Фукуа в проектах «Тренировочный день» и «Великий уравнитель». (...)
     
    все новости

    Статьи


    Вдохновившись подвигом Рэйфа Файнса, для роли в фильме Веры Глаголевой выучившего русский язык, КиноПоиск решил вспомнить, кто еще из иностранных актеров владеет русским. А ведь русские корни, если покопаться, можно найти чуть ли не у половины Голливуда — от Леонардо ДиКаприо и Стивена Спилберга до Вупи Голдберг и Сильвестра Сталлоне(...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Никаких добрых делNo Good Deed24 250 283
    2.История дельфина 2Dolphin Tale 215 873 397
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8 102 358
    4.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles4 855 136
    5.Типа копыLet's Be Cops4 378 297
    12.09 — 14.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ЛюсиLucy363 268 530
    2.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil23 427 404
    3.История дельфина 2Dolphin Tale 221 744 320
    4.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars17 262 421
    5.Типа копыLet's Be Cops11 457 861
    11.09 — 14.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 895 438594 017
    Деньги482 366 737 руб.166 894 208
    Цена билета254,49 руб.12,08
    11.09 — 14.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    160.Пятый элементThe Fifth Element8.175
    161.12 стульев8.172
    162.УраганThe Hurricane8.170
    163.Грань будущегоEdge of Tomorrow8.169
    164.Король говорит!The King's Speech8.168
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ФранкенштейнFrankenstein92.24%
    37.ВаркрафтWarcraft92.24%
    38.ОставленныеLeft Behind92.19%
    39.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.06%
    40.Мир Юрского периодаJurassic World91.99%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Пуэнт-КуртLa Pointe-Courte2
    Жизнь как приговорLife11
    Голова2
    Как приручить дракона 2How to Train Your Dragon 2127
    ТуманThe Fog30
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.168
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.222
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.375
    Корпоратив4.415
    Человек ноябряThe November Man6.027
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры