всё о любом фильме:

Семь самураев

Shichinin no samurai
год
страна
слоган«The Mighty Warriors Who Became the Seven National Heroes of a Small Town»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Сё Мацуяма, Кохэй Идзаки, ...
монтажАкира Куросава
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время202 мин. / 03:22
Номинации (1):
Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (216 346)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
57 + 0 = 57
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Считается, что именно в фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Впоследствии этот сюжетный прием часто использовался.
    • Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
    • Актер Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием.
    • Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
    • Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
    • Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
    • В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983), «Битва за пределами звёзд» (1980)). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала «Звездные войны: Войны клонов» (2008) посвящен Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы.
    • В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в фильме «Телохранитель» (1961), — и достиг кульминации в фильме «Кагемуся: Тень воина» (1980), где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами.
    • Cюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» (1998) студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.
    • Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия
    • еще 9 фактов
    Трейлер 04:14

    файл добавил((MoralNumber1971))

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 172 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Старые фильмы — это, всё же, что-то совсем-совсем другое, несмотря на то, что некоторые режиссеры в наше время пытаются снимать фильмы в подобном стиле. В старых фильмах, которые и сняты очень давно, есть своё очарование; хотя бы та же самая режиссерская и операторская работа, актерская игра, сама передача идеи и морали, которые несут в себе дух тех времен. В этом фильме есть всё вышеперечисленное, но ещё здесь реалистично и очень живо переданная атмосфера времени, цельные и проработанные характеры, да даже какие-то особенные диалоги героев и музыка. Наверное, именно всё это не давало отвлечься от происходящего на экране и следить за каждым действием, за каждым словом и взглядом. А так я даже не знаю, как ещё режиссеру удалось снять такой длинный и такой интересный фильм.

    В целом, я бы не назвала фильм такой уж серьезной классикой, он легкий и даже смешной, но опять же, в своём стиле. Сюжет построен на контрасте двух слоев населения: самураев и крестьян, а отсюда идут уже их взаимоотношения, разные характеры, разные жизненные ценности и цели и так далее. Здесь есть своя философия, психология и история. Людям, интересующимся историей Японии должно быть интересно наблюдать за происходящим. А вообще, я не уверена, что фильм многим понравится, его следует смотреть не спеша, не волнуясь о времени и неотложных делах. Мне фильм понравился, как превосходно сделанная работа. Не думаю, что буду пересматривать, но точно запомню.

    19 мая 2012 | 09:12

    Япония 16-го века. Маленькую деревушку, населённую одними лишь крестьянами терроризируют разбойники, отбирая у них всю еду, что может привести к голодной смерти. Решив, что нужно начать бороться с этим, бедные жители деревни отправляют нескольких в город, где они должны найти самураев, которые согласятся за рис и ночлег защищать их. Вскоре, под предводительством Камбея — мудрого и благородного самурая, крестьянам удаётся собрать отряд из семи самураев. Эти воины отличаются друг от друга не только характерами, но и умениями, однако все они решили за столь малую плату пойти на защиту бедных…

    Картина «Семь самураев» занимает особое место в творчестве Куросавы. Во-первых, оно самое реалистичное из всех произведений японского мастера, являющимся помимо прочего потомком самурайского клана, что означает его полное осведомления о традициях и обычаях древних воинов. Во-вторых, не секрет, что Куросава готовился к этому проекту основательно — все свои мысли о фильме он записывал в специальный блокнот с рисунками, и как утверждают некоторые, он замыслил данную картину ещё до «Расемона» — произведения, принёсшего ему славу за пределами Японии. В-третьих, во время съемок Куросава подвергался жёсткому давлению со стороны продюсеров, которые даже хотели закрыть проект, но в итоге сполна восполнили затраты. В-четвёртых, данным творением восхищались такие признанные мастера кино как Андрей Тарковский, Стивен Спилберг, Серджио Леоне, который на основе «Семи самураев» снял всем известный вестерн «Великолепная семёрка — римейк данной картины, и Джордж Лукас. Последний, создатель небезызвестных «Звёздных войн», создал свою эпопею именно благодаря фильму Куросавы. В-пятых, многие кинокритики даже считают данное произведение лучшим в творчестве японского мастера. В общем, «Семь самураев», занимает особое место в истории кино.

    Куросава снимал данную картину со своей практически бессменной группой, а именно со своим любимым актером Тоширо Мифуне, оператором Асакадзу Накаи и конечно композитором Фумио Рицуке. Собрание единомышленников, каждый из которых вложил лучшее от себя, создало данное творение.

    Особое внимание хочется уделить Тоширо Мифуне, который сыграл в «Семи самураях» Кикучио — крестьянина, который всеми силами пытается стать самураев. Актёр сумел создать образ энергичного, смешливого местами героя, у которого была нелёгкая судьба. Особенно ярко демонстрирует своё актёрское умение Мифуне, а Куросава жёсткость того времени, в эпизоде спасения ребёнка. Когда персонаж Мифуне берёт в руки малыша и с рыданием говорит, что этот ребёнок — он сам, что с ним произошла точно такая же история, а за его спиной горящая мельница. Это, безусловно, одна из самых сильных и мощно эмоционально заряженных сцен во всей картине.

    Замечательно выстроенные эпизоды, в которых господствует художественное чутьё Куросавы, который в своё время обучался на художника, и замечательная игра теней и композиций оператора Асакадзу Накаи, разворачиваются перед зрителем быстро и завораживающе, раскрывая перед зрителями не только мир древней Японии, но характеры героев.

    Самый лучший эпизод — финал, который раскрывает зрителю всю суть картины. 3-ое выживших самураев осматривают могилы своих собратьев по оружию, а не благодарные крестьяне заняты посадкой риса. Замечательно выстроенная со всех точек зрения сцена, несёт мысль о закате самурайской эпохи, представители которой, ушли без почестей и благодарностей, оставив мир им — неблагодарным беднякам.

    Самый известный японский режиссёр удивительным образом сумел собрать драматические эпизоды, жестокие сражения, комические моменты, социальную тему в одно целое, что, безусловно, может считаться вершиной режиссёрского ремесла. И пусть картины сейчас снимают более зрелищно с использованием спецэффектов, фильм «Семь самураев» остаётся примером мощно сделанной эпической драмы, которому не подвластно время и сегодняшнему зрителю она наверняка тронет сердце.

    10 из 10

    27 марта 2009 | 21:04

    Костюмно-исторические драмы о самураях лежат у истоков японского кинематографа: в довоенное время они составляли основу проката, а после Второй Мировой пережили новую молодость, обогатившись киноприёмами, что принесла с собой вторая волна вестернизации. В 50-е ежегодно снималось более сотни представителей жанра, однако львиная их доля была поверхностной штамповкой и по большому счёту лишь одна лента смогла одержать верх в неравной схватке со временем. Американская оккупация оказала сильное влияние на японское кино и в частности на Куросаву, становление творчества которого пришлось как раз на тяжёлые послевоенные годы. В 1954-ом его «Семь самураев» стали одним из первых японских фильмов, получивших признание на Западе, продемонстрировав уникальный сплав японской культуры, американского киноопыта и новаторского гения режиссёра. Он реанимировал жанр, вписав наработки вестернов, добавил категорию глубины в прежде плоские боевики и в итоге вывел их на новый уровень, водрузив стандарт качества на высоту, добраться до которой впоследствии не смог никто. Вдохновенно экранизированный отрывок японской истории стал фильмом-космополитом, хотя и не повторившим успех «Расёмона», но имевшим популярность за границей во многом потому, что Куросава в духе своего народа перенял у Запада лучшее, вплетая это в национальную канву. Увлекательный сюжет, зрелищные битвы, немного нелепая, но реалистичная хореография и мастерский монтаж слились воедино, чтобы создать одну из самых узнаваемых картин в истории.

    Лента могла не увидеть свет, сложись у Куросавы сценарий о дне из жизни самурая. Но тот упорно не складывался, подтолкнув к другому сюжету о шести голодных воинах, рискуя жизнью помогавших крестьянам отбиться от бандитов. Седьмой, как и в фильме, был взят в последний момент. Тосиро Мифунэ переквалифицировался из сурового и немногословного мастера меча в пьянствующего самозванца, одолеваемого внутренними противоречиями. Эта роль обогатила чересчур сдержанное действие первоначального сценария, дополнив его яркими эмоциями, юмором и ещё одним драматическим пластом. А повесть об одном конкретном самурае вскоре расскажет Масаки Кобаяси в своём «Харакири», в душном пространстве жития бойцов-аристократов, которое особенно наглядно раскрыло вырождение принципов бусидо, попрание воинской чести, обнажившие внутренние причины деградации сословия. В «Семи самураях» же показаны причины внешние, когда войны и усобицы выбрасывали мелких дворян на обочину жизни. Ветеран Камбэй олицетворяет самурайство, пожилое и уставшее, но верное принципам. Все семеро были ронинами — бедными солдатами без хозяина и лишь условный контракт с крестьянами позволил им вновь почувствовать себя самураями, совершить поступок, достойный этого гордого звания. Но их подвиг — лебединая песня: целое воинское сословие уходило в небытие — честь, традиции, навыки. Зато оставались непобедимые и несгибаемые крестьяне, что хлебают горести от засух и паводков, от правителей и бандитов. Они невежественны и покорны, и всё же в массе своей они не проигрывают.

    Образ крестьян исчерпывающе передан в искрящем монологе Кикутиё, наизнанку выворачивающем персонажа, скрывающегося за маской дерзости и удальства. Крестьяне — лжецы, хитрецы и трусы, они относятся к самураям с боязливым пиететом, с каким овцы относятся к овчаркам, отгоняющим волков от стада. Они помнят, что овчарки тоже могут убивать. Они боятся бандитов, однако хорошо освоили тактику «все на одного». Земледельцы умеют убивать, когда чувство локтя пересиливает страх перед врагом. Соль земли, как говорят о них, но свои раны и слабости нужно прятать подальше от соли. Так и жили они, крестьяне и самураи, в вечной необъявленной войне. Этот подтекст добавляет напряжённость в отношения защитников и жертв: это не симбиоз и не сотрудничество. Ронинов используют и выбрасывают на свалку истории, не пролив по ним слёз. Боевые храбрость и достоинство теряют ценность, но не в душах дворян-бойцов, а в глазах общества. Эти качества не нужны, когда всё хорошо, бояться нечего, а в запруде зреет рис. И зреет новое время, без чести и доблести, мир пороха и ружей. Не зря герои погибали лишь от ружейных выстрелов — доказательство того, что в деле традиционного соперничества им нет равных, а время устанавливает новые правила, перед которыми заветы самураев слишком уязвимы. В фильме отчётливо виден антимилитаристский посыл, которым было пропитано кино тех лет. Сама фабула о бедных, но смелых солдатах — не только грустный взгляд в прошлое самурайства, но и прощание с армией, которой Япония лишилась в 1945-ом. Самураи больше не нужны. Век воинов не долог, а крестьяне будут всегда — жадные, слабовольные, глупые, всетерпящие, всепобеждающие.

    11 ноября 2014 | 16:55

    К просмотру любого фильма мы подходим с какими-либо ожиданиями, исходя из того сколько информации у нас уже есть о той или иной картине. К просмотру этого творения Акиры Курасавы я подошел со знанием того, что фильм этот 1954 го года, идет он больше 3х часов и он черно-белый. Все это безусловно отталкивает современного зрителя, который привык к изобилию картин, наполненных яркой картинкой, популярными актерами и кучей спецэффектов. Но все же этот фильм посмотреть стоит.

    Я ожидал от этого фильма, что он будет некой философской притчей, наполненной диалогами с глубоким смыслом, о том каков должен быть путь воина, путь истинного самурая. Но на деле это оказалась обычна история для тех самых времен и событий, который происходили на тот момент в Японии. История, отлично рассказанная, про самых простых и бедных крестьян, которые вынуждены просить помощи у гордых, но таких же бедных самураев. Воины готовы принять в плату рис!

    Ведь «когда голоден, даже самурай становиться сговорчивее»(с).

    В фильме нет глупых моментов, нет пафосных высказываний и этим он хорош.

    Все по честному, по настоящему, без приукрас. В людях мы видим и плохое и хорошее, как в крестьянах так и в самураях. Эта тема раскрывается в эмоциональном монологе Кикучивы. Кикучива, кстати, стал моим любимым персонажем в фильме, хотя и в начале его персона отталкивала от себя. Этот безумный маргинал, по происхождению крестьянин, захотевший стать самураем вызывает к себе симпатию своей искренностью. Немного глупый, смелый, изобретательный он радуется появлению врага и ведет себя как дитя, в то же время жаждит сражения и смерти в бою. Настоящий, тотальный, живой психопат Кикучива, в душе истинный самурай.

    Вообще этот фильм мне напомнил американские вестерны 60х годов, с индейцами и ковбоями, но с Японской атмосферой. Так сказать «истерн». И для 1954 года, скажу я Вам, отличный был экшн со сражениями на деревянных копьях и самурайских мечах. Самураи учат крестьян: «Конечно вы боитесь противника, но помните, он тоже.»(с). И они смело бок о бок бьются с бандитами.

    Итог такой. В целом, хоть и не было резких поворотов сюжета, неожиданной концовки и фильм все таки долгий, все же фильм мне понравился. Посмотрите фильм и порадуйтесь тому, что Вам не нужно сражаться за свою еду. Потому что «участь воина терять вновь и вновь»(с).

    8 из 10

    30 июня 2015 | 00:33

    Мало фильмов 50 годов, которые могут не уступать шедеврам 90-ых и выше. Не сочтите меня слишком прямолинейным, но хорошая картинка — это очень немаловажная вещь!

    Но этот фильм соперничает и выигрывает! 54 год! Длиться дольше 3 часов, но держит на одном дыхании. Помимо марали и смысла в нем показаны какими могут быть люди, как дурачек, которого мало кто воспринимал всерьез может стать ключевой фигурой, это я о герое великолепного Тосиро Мифуне, в те времена у него были весьма однообразные роли, но он своего рода Клинт Иствуд из Азии.

    Этот фильм достоин того, чтобы его смотрели еще 56 лет!

    10 из 10

    31 октября 2010 | 13:17

    Есть что-то особенное, неуловимое в старых фильмах, вызывающие восхищения. Эмоции, заставляя сопереживать, не отрываясь от просмотра, даже если хронометраж ленты длится около трех часов. Возможно, дело в особенностях режиссуры, прорисовке персонажей, нестандартной подачи идеи. Возможно, именно моя любовь к японской культуре, воспетой в кинематографе, заставила меня полностью погрузиться в происходящее. Как бы там не было, фильм господина Акиры Куросавы я воспринял с огромнейшим восторгом.

    Что же хотел отобразить в своем творении Куросва-сан? Принято считать, что автор мечтал создать ленту о боевых приключениях самураев с легким историческим фоном средневековой эпохи. Тут же с легкой подачи мастера, зритель переносится в шестнадцатый век, где кастовые связи имеют огромнейшее значение, крестьяне вынуждены бесконечно обрабатывать свои поля, дабы прокормить себя и целые орды нападающих на них бандитов, а образ самурая воспринимается как нечто возвышенное, граничащие со святостью.

    Как не странно, уже первые кадры свидетельствуют о том, что автор сразу же отбрасывает подобную форму повествования. Целый час экранного времени он уделяет для того, чтоб не просто познакомить зрителя с особенностями характеров главных действующих лиц, то также отобразить ментальность каждого из них. Кто-то готов сражаться за еду, кто-то из-за уважения Камбею Шимаде, есть такие, которые желают оттачивать свое мастерство, либо жаждут военной славы. С одной стороны, Куросава показывает людей совершенно естественных, со всеми своими недостатками, с другой — дает возможность развиваться, достигая определенного уровня совершенства. Ибо в способности объединиться, сплотит вчера еще трусливых крестьян, сражаясь с ними бок о бок, дабы последние смогли защитить свое место под солнцем, скрывается подлинная идея всей картины.

    Само же зло, в обличии вполне эфемерных бандитов играет здесь роль фона, ведь главная борьба, которой уделено больше внимания, нежели сценам батальным, происходит среди жителей деревни. Есть те, кто готовы скрыться бегством, есть такие, которые при первой же опасности бросают оружие, но в счете конечном, именно способность сплотится, играет здесь немаловажную роль. Дабы предать реалистичности, автор не стыдится отображать конфликт, происходящий между самураями и теми, кого они вынуждены защищать. Любовная линия, возникшая между учеником и дочерью одного с крестьян, яркое тому подтверждение. Ибо кастовая разница, преданность своим корням, имели в средневековой Японии огромнейшее значение. Куросава оставляет открытую концовку лирической истории, дабы каждый смог сам додумать ее продолжения.

    Наравне, с легкостью повествования, приключенческим характером ленты, поражает подача персонажей. Конечно же, больше всех запомнился Кикучио (Тосиро Мифунэ), появления которого в кадре невозможно воспринимать без смеха. Именно линия сего героя, очень удачно разбавляла, драматичные по своей сути события, внося уместную нотку юмора.

    Хочу отметить также постановку батальных сцен. Автор не стал прибегать к впечатляющим трюкам и эффектам. Лишь размеренный план, где один точный удар зачастую и решает исход боя, благодаря чему все события воспринимались вполне реально.

    И, снова концовкой картины Акира-сан, с присущей ему иронией, отображает всю суть природы человеческой и классового различия. Жители деревни, все так же остаются привязанными к своей земле, занятые своими ежедневными хлопотами, самураям же, вместо сапки, ближе боевая катана. Каждый в конечном итоге, остается собой, исполняя роль, предписанную средневековым японским обществом. Лишь флаг с изображением семи самураев и поля будут напоминать о битвах и днях минувших.

    10 из 10

    18 февраля 2014 | 01:09

    Так можно сказать про кино истинного мастера своего дела Акира Курасава. Его особенно ранние фильмы передают весь смысл природы духа, во всей его полноте.

    … В этом фильме мы можем увидеть сравнение психологии двух психотипов: «воина» и «крестьянина». Самообладание, жертвенность, в противовес эгоизму, корысти. Какая будет армия из «крестьян», полагаю, не трудно догадаться: такая же как и сейчас у нас в России с унижением другого (т. к. нет уважения к себе), со всеми вытекающими…

    Если быть кратким фильм передаёт психологию самурайского духа, истинных традиций воина с большой буквы, идущих ещё, по-видимому, от кшатризма (примерный период 5 тыс. лет назад).

    Фильм нетороплив, глубок по содержанию. Можно говорить о сценах фильма, но какой в том смысл… Каждый реценз это одна из граней этого фильма, а самих граней великое множество!

    Приятного просмотра всем понимающим это ценителям красоты человеческого духа!

    30 октября 2010 | 10:21

    Приступая к просмотру данного фильма, я изрядно волновался. Дело в том, что последний раз я его смотрел еще в далеком детстве, и хотя вынес только самые хорошие воспоминания, опасения, что зрелище окажется невыносимым, были. Развеялись они минут через десять. Фильм увлек, захватил, и не отпускал на протяжении всего просмотра. Ни разу за все время, а надо сказать, что идет фильм целых три с половиной часа, я ни разу не посмотрел на часы, считая, сколько осталось до конца.

    О чем же фильм? Шестнадцатый век, Японию раздирают гражданские войны. Пользуясь всеобщим хаосом, повсюду бесчинствуют банды, грабя и убивая самых беззащитных на земле людей, то есть, простых крестьян. Впрочем, крестьяне одной деревни, оказываются не такими уж и простыми, и, узнав о том, что одна такая банда собирается ограбить их деревню, эти самые крестьяне решают защитить себя. Как же им это делать? Решено нанять самураев, что бы те дали отпор обидчикам. И посланники деревни отправляются в большой город, что бы искать тех, кто будет согласен рисковать своей жизнью практически только за еду. Вот такая завязка этого фильма.

    Трудно не отметить актеров, которые прекрасно сыграли свои роли: мудрый глава маленького отряда, преданный юный романтик, шикарный немногословный мастер клинка. И конечно же особняком, во всяком случае для меня, стоит звероподобный «безумец» в исполнении неподражаемого Тосиро Мифунэ. Тосиро в этой роли просто великолепен, игра его феерична, а характер этого ненормального самурая оказывается наверное, самым сложным из всех персонажей. Если в начале фильма стопроцентно комедийный герой Тосиро вызывает только смех, то в середине и особенно, ближе к концу образ этого гордого крестьянина, который не желает влачить жалкое существование, по примеру своих соплеменников настолько заставляет сопереживать, что становится едва ли не главным героем картины. И вообще, актеры понравились все, от смешных крестьян и до главы бандитов.

    Что еще. Очень понравились съемки. Панорамы деревни, съемки сражений в ней же, финальные съемки работ крестьян в поле. Очень натуралистичные сцены боев, хоть кровь рекой и не хлещет, но, когда человека убивают, каждый раз содрогаешься. Еще можно отметить небольшую любовную линию, кстати, девушка тоже отлично сыграла.

    Так о чем же фильм? А фильм о простоте подвига, о том, что хладнокровные, безжалостные воины вдруг оказываются способными на сострадание, милосердие, любовь и готовы отдать свои жизни за благополучие одной маленькой деревеньки. Причем совершая свой подвиг, эти самураи не только спасают крестьян, но и дарят им внутреннюю свободу. Преодолевая укоренившееся чувство животного ужаса, уничтожая своего противника, крестьяне прекращают пресмыкаться, встают с колен и начинают новую жизнь, в которой нет уже места страху и унижению. Вот примерно так я понял то, что хотел до меня донести Куросава.

    Если будет возможность, не пропустите этот замечательный, с одной стороны жестокий, а с другой очень добрый, фильм прекрасного режиссера.

    19 октября 2008 | 13:14

    Япония — страна таинственная, для нас, гайдзинов, непонятная и интригующая. Их традиционная культура настолько не похожа на европейскую, что служит источником сотен удивительных фактов. В светском разговоре всегда интересно обсудить самураев, карате, гейш, чайную церемонию, сад камней, икебану, оригами или аниме… впрочем, последнее, как часть современной культуры, обсуждается, бывает, и в резких тонах (я его и сама не понимаю, это аниме), но в большинстве своем все японское обсуждается с восторженным придыханием.

    Самураи в том числе. Бусидо, парные мечи, сеппуку, «должен жить так, будто уже умер», весьма своеобразное понятие о чести, ненормальная для современного европейца преданность сюзерену… впрочем, были самураи и без господина — ронины. Быть ронином было довольно унизительно и они обычно были бедны, поэтому часто вставали на путь преступления. Или становились наемниками. Вот как герои фильма.

    Фильм у Куросавы получился очень… м-м, сложно подобрать слово, личный? теплый? дружественный? В общем, создается впечатление, что ты не смотришь зрелище, не слушаешь историю, а знакомишься с людьми. И они, хотя и японцы, какие-то понятные, эти люди. Они шутят, злятся, горюют и боятся, и ты понимаешь их, словно нет этого культурного разрыва между востоком и западом.

    Вот, например, юный самурай Кацусиро. Явно не бедствующий, хорошо одетый, красивый юноша. Наивный еще и восторженный: никогда никого не убивал, не знал женщин и никогда никого не терял. Мечтал найти себе сенсея, чтобы стать «настоящим самураем». Довольно типичный, вроде бы, образ, но эпизод с веткой сакуры показывает нам, что он живой человек. Действительно, мальчишка — сорвал цветущую веточку, намеревался уже собрать букетик, а потом вдруг, встретив другого человека с букетом, вспомнил, что нюхать цветочки — занятие, недостойное мужчины. И так застеснялся и рассердился…

    А как о нем заботится его сенсей, с какой отцовской теплотой старается уберечь от этого самого бытия «настоящим самураем», потому что прекрасно знает, каково это — кровь, потери, холод долга. Хороший, добрый человек Камбэй, из чистого альтруизма согласившийся защищать деревню от бандитов.

    Да и все семеро — в общем, достойные люди. Даже холодный суровый Кюдзо, даже бешеный Кукитиё весьма человечны. Последний — человек, конечно, странный… очень резкий, диковатый, нервный. Быть может, простоват, но есть в нем какая-то мудрость, и боец он храбрый. В отличие от собратьев по оружию, он носит не катану, а, видимо, одати… он не такой, как они, и на знамени их маленького отряда его не зря изобразили треугольником, а не кружком.

    Крестьяне — тоже не безликая масса. Рикити, довольно приятный молодой парень, никак не способный справиться с горем — у него похитили жену. Страстно желающая жить девушка Сино, которую отец глупо пытался «уберечь», переодев мальчиком. Несчастная старуха, потерявшая всех и ставшая более самураем, чем самураи — не желающей жить, только убивать.

    Фильм получился не столько боевиком, сколько «за жизнь». Ключевой его момент — обвинительная речь Кукитиё. Он обвиняет крестьян за то, что они почти перестали быть людьми, стали жестокими, хитрыми животными; и обвиняет самураев — за то, что они в этом виноваты, отнимая у крестьян последнее. Люди, жизнь которых — искусство убийства, говорит Куросава устами своих героев (Кукитиё и, в финале, Камбэя), должны уйти, проиграть. Не потому, что они плохие. А потому, что объединение крестьян и самураев (в самом общем смысле) невозможно. Пережив вместе битву за деревню, проливая кровь друг за друга, даже влюбившись друг в друга (самурай в крестьянку), те и другие все равно остались разделены. И в конце концов оказывается, что у тех крестьян, что выжили, есть жизнь — они собирают урожай и поют, веселятся… а у тех самураев, что выжили, есть только мечи. Что их ждет в будущем?.. очередные сражения? смерть в бою? сеппуку? Ничего, в общем, хорошего.

    Люди войны бывают необходимы, но будущее останется — если будут благосклонны боги — людям мира. Пока что люди не перековали мечи на орала. Но в искусстве, как раз где-то с середины двадцатого века и по сей день все чаще поднимается тема, что пора прекращать войны, и звучит надежда, что «когда-нибудь это время наступит». Куросава, правда, говорил немного не об этом… он сам сочувствовал скорее самураям, проигравшим, этой кровавой, но яркой, сильной части истории своей страны… но сейчас, ретроспективно, можно воспринять фильм и так.

    Спасибо, господин Куросава.

    9 из 10

    20 апреля 2010 | 16:46

    Классика, ставшая для меня неким открытием в мир японского кинематографа. Что я почерпнула для себя — во-первых, простой и ясный сюжет, без лишних наворотов, противостояние двух различных социальных слоёв населения — благородных и гордых самураев, имеющих средства к существованию, но не имеющие ничего для себя, и крестьян, представляющих собой трусливую и обнищавшую толпу. Нравится характерность каждого персонажа, насколько точно они выверены, в каждого из них влюбляешься по-своему, недаром Куросава по-долгу работал над каждым из них, описывая их вплоть до того кто какую еду любит, и какую одежду предпочитает. Понравилось как передан быт, костюмы, декорации… Япония 16 века, видимо такая, какой она была. Понравились сцены боёв — они и динамичные, такие что дух захватывает, и не затянутые, в них нет любимого Голливудом «мельтешания», как будто в нас насильно заталкивают этот поп-корн, равно как и любовная линия, рассказанная намёком, взглядами..

    Конечно,

    10 из 10

    11 июля 2012 | 15:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 399 руб.
    подробнее

    Новости


    Композитор Джеймс Хорнер, трагически погибший месяц назад, успел написать музыку для ремейка вестерна «Великолепная семерка». Об этом рассказал режиссер фильма Антуан Фукуа(...)
     
    все новости

    Интервью


    В Лос-Анджелесе прошла первая пресс-конференция фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы». КиноПоиск, как и все остальные журналисты, ленту не видел, но выбрал для вас самые занятные моменты. В первой части Кэрри Фишер говорит про спиртное, Адам Драйвер рассказывает про Кайло Рена, а Джей Джей Абрамс отвечает на вопрос, есть ли смысл оставаться в зале после титров. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 341 282 042
    2.ВыжившийThe Revenant12 779 530
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens11 116 684
    4.И грянул штормThe Finest Hours10 288 932
    5.Миссия в МайамиRide Along 28 426 610
    29.01 — 31.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3372 163 725
    2.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa67 394 505
    3.5-я волнаThe 5th Wave53 525 214
    4.Статус: Свободен37 280 311
    5.ВыжившийThe Revenant35 685 759
    29.01 — 31.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 741 205299 536
    Деньги720 000 641 руб.82 623 719
    Цена билета262,66 руб.1,62
    29.01 — 31.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    35.Пролетая над гнездом кукушкиOne Flew Over the Cuckoo's Nest8.484
    36.ПробуждениеAwakenings8.481
    37.Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужиныPirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl8.476
    38.ХористыLes Choristes8.476
    39.Джентльмены удачи8.473
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Финансовый монстрMoney Monster95.93%
    7.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.39%
    8.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.66%
    9.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse94.63%
    10.Кредо убийцыAssassin's Creed94.57%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    МакбетMacbeth74
    Таинственные путиMysterious Ways6
    Ложь во спасениеThe Good Lie8
    Кейт и ЛеоKate & Leopold71
    Хороший динозаврThe Good Dinosaur33
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.784
    И грянул штормThe Finest Hours7.500
    30 свиданий6.241
    Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa6.626
    ВыжившийThe Revenant7.974
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДэдпулDeadpool11.02
    В центре вниманияSpotlight11.02
    Лазурный берегBy the Sea11.02
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    премьеры