всё о любом фильме:

Семь самураев

Shichinin no samurai
год
страна
слоган«The Mighty Warriors Who Became the Seven National Heroes of a Small Town»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Сё Мацуяма, Кохэй Изаки, ...
монтажАкира Куросава
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время202 мин. / 03:22
Номинации (1):
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…

Куросава показывает яркие, выразительные и такие достоверные персонажи, что, кажется, всему происходящему зритель был свидетелем сам.

Несмотря на реалистичность и беспощадность в подаче материала, картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. Этот фильм стал в буквальном смысле культовым для кинематографистов всего мира.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.80 (180 275)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
57 + 0 = 57
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983), «Битва за пределами звёзд» (1980)). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала «Звездные войны: Войны клонов» (2008) посвящен Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы.
    • Считается, что именно в фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Впоследствии этот сюжетный прием часто использовался.
    • В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
    • Актер Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием.
    • Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
    • Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
    • Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
    • Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в фильме «Телохранитель» (1961), — и достиг кульминации в фильме «Кагемуся: Тень воина» (1980), где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами.
    • Cюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» (1998) студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.
    • Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия
    • еще 9 фактов
    Трейлер 04:14

    файл добавил((MoralNumber1971))

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 74 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Есть что-то особенное, неуловимое в старых фильмах, вызывающие восхищения. Эмоции, заставляя сопереживать, не отрываясь от просмотра, даже если хронометраж ленты длится около трех часов. Возможно, дело в особенностях режиссуры, прорисовке персонажей, нестандартной подачи идеи. Возможно, именно моя любовь к японской культуре, воспетой в кинематографе, заставила меня полностью погрузиться в происходящее. Как бы там не было, фильм господина Акиры Куросавы я воспринял с огромнейшим восторгом.

    Что же хотел отобразить в своем творении Куросва-сан? Принято считать, что автор мечтал создать ленту о боевых приключениях самураев с легким историческим фоном средневековой эпохи. Тут же с легкой подачи мастера, зритель переносится в шестнадцатый век, где кастовые связи имеют огромнейшее значение, крестьяне вынуждены бесконечно обрабатывать свои поля, дабы прокормить себя и целые орды нападающих на них бандитов, а образ самурая воспринимается как нечто возвышенное, граничащие со святостью.

    Как не странно, уже первые кадры свидетельствуют о том, что автор сразу же отбрасывает подобную форму повествования. Целый час экранного времени он уделяет для того, чтоб не просто познакомить зрителя с особенностями характеров главных действующих лиц, то также отобразить ментальность каждого из них. Кто-то готов сражаться за еду, кто-то из-за уважения Камбею Шимаде, есть такие, которые желают оттачивать свое мастерство, либо жаждут военной славы. С одной стороны, Куросава показывает людей совершенно естественных, со всеми своими недостатками, с другой — дает возможность развиваться, достигая определенного уровня совершенства. Ибо в способности объединиться, сплотит вчера еще трусливых крестьян, сражаясь с ними бок о бок, дабы последние смогли защитить свое место под солнцем, скрывается подлинная идея всей картины.

    Само же зло, в обличии вполне эфемерных бандитов играет здесь роль фона, ведь главная борьба, которой уделено больше внимания, нежели сценам батальным, происходит среди жителей деревни. Есть те, кто готовы скрыться бегством, есть такие, которые при первой же опасности бросают оружие, но в счете конечном, именно способность сплотится, играет здесь немаловажную роль. Дабы предать реалистичности, автор не стыдится отображать конфликт, происходящий между самураями и теми, кого они вынуждены защищать. Любовная линия, возникшая между учеником и дочерью одного с крестьян, яркое тому подтверждение. Ибо кастовая разница, преданность своим корням, имели в средневековой Японии огромнейшее значение. Куросава оставляет открытую концовку лирической истории, дабы каждый смог сам додумать ее продолжения.

    Наравне, с легкостью повествования, приключенческим характером ленты, поражает подача персонажей. Конечно же, больше всех запомнился Кикучио (Тосиро Мифунэ), появления которого в кадре невозможно воспринимать без смеха. Именно линия сего героя, очень удачно разбавляла, драматичные по своей сути события, внося уместную нотку юмора.

    Хочу отметить также постановку батальных сцен. Автор не стал прибегать к впечатляющим трюкам и эффектам. Лишь размеренный план, где один точный удар зачастую и решает исход боя, благодаря чему все события воспринимались вполне реально.

    И, снова концовкой картины Акира-сан, с присущей ему иронией, отображает всю суть природы человеческой и классового различия. Жители деревни, все так же остаются привязанными к своей земле, занятые своими ежедневными хлопотами, самураям же, вместо сапки, ближе боевая катана. Каждый в конечном итоге, остается собой, исполняя роль, предписанную средневековым японским обществом. Лишь флаг с изображением семи самураев и поля будут напоминать о битвах и днях минувших.

    10 из 10

    18 февраля 2014 | 01:09

    Приступая к просмотру данного фильма, я изрядно волновался. Дело в том, что последний раз я его смотрел еще в далеком детстве, и хотя вынес только самые хорошие воспоминания, опасения, что зрелище окажется невыносимым, были. Развеялись они минут через десять. Фильм увлек, захватил, и не отпускал на протяжении всего просмотра. Ни разу за все время, а надо сказать, что идет фильм целых три с половиной часа, я ни разу не посмотрел на часы, считая, сколько осталось до конца.

    О чем же фильм? Шестнадцатый век, Японию раздирают гражданские войны. Пользуясь всеобщим хаосом, повсюду бесчинствуют банды, грабя и убивая самых беззащитных на земле людей, то есть, простых крестьян. Впрочем, крестьяне одной деревни, оказываются не такими уж и простыми, и, узнав о том, что одна такая банда собирается ограбить их деревню, эти самые крестьяне решают защитить себя. Как же им это делать? Решено нанять самураев, что бы те дали отпор обидчикам. И посланники деревни отправляются в большой город, что бы искать тех, кто будет согласен рисковать своей жизнью практически только за еду. Вот такая завязка этого фильма.

    Трудно не отметить актеров, которые прекрасно сыграли свои роли: мудрый глава маленького отряда, преданный юный романтик, шикарный немногословный мастер клинка. И конечно же особняком, во всяком случае для меня, стоит звероподобный «безумец» в исполнении неподражаемого Тосиро Мифунэ. Тосиро в этой роли просто великолепен, игра его феерична, а характер этого ненормального самурая оказывается наверное, самым сложным из всех персонажей. Если в начале фильма стопроцентно комедийный герой Тосиро вызывает только смех, то в середине и особенно, ближе к концу образ этого гордого крестьянина, который не желает влачить жалкое существование, по примеру своих соплеменников настолько заставляет сопереживать, что становится едва ли не главным героем картины. И вообще, актеры понравились все, от смешных крестьян и до главы бандитов.

    Что еще. Очень понравились съемки. Панорамы деревни, съемки сражений в ней же, финальные съемки работ крестьян в поле. Очень натуралистичные сцены боев, хоть кровь рекой и не хлещет, но, когда человека убивают, каждый раз содрогаешься. Еще можно отметить небольшую любовную линию, кстати, девушка тоже отлично сыграла.

    Так о чем же фильм? А фильм о простоте подвига, о том, что хладнокровные, безжалостные воины вдруг оказываются способными на сострадание, милосердие, любовь и готовы отдать свои жизни за благополучие одной маленькой деревеньки. Причем совершая свой подвиг, эти самураи не только спасают крестьян, но и дарят им внутреннюю свободу. Преодолевая укоренившееся чувство животного ужаса, уничтожая своего противника, крестьяне прекращают пресмыкаться, встают с колен и начинают новую жизнь, в которой нет уже места страху и унижению. Вот примерно так я понял то, что хотел до меня донести Куросава.

    Если будет возможность, не пропустите этот замечательный, с одной стороны жестокий, а с другой очень добрый, фильм прекрасного режиссера.

    19 октября 2008 | 13:14

    Что ни говори, а это классика. И кто бы что бы ни говорил. Не попрешь против этого фильма. Только не смотрев его, можно что-то там шептать. Потому что лента настолько захватывает, что нельзя оторваться от экрана.

    Казалось бы, многое против данного фильм сегодня. Старый, черно-белый да еще и длинный. Сейчас получила распространение режиссерская версия длиной более трех часов двадцати минут. Другую и смотреть не надо. Были многие против этой ленты и во время съемок. Никто не верил, что будет успех. Недалекие это люди.

    Надо просто немного настроиться на Японию. И понять, что надо знакомиться, прежде всего, с классикой. И вот уже не так страшна продолжительность и цвет. Кстати, в последнее время долгие фильмы увлекательно смотрятся даже в кинотеатрах. Все зависит от режиссера, актеров и прочих участников процесса.

    Акира Куросава выполнил свою задачу. Он сделал глубокое кино в достаточно развлекательном жанре. Философский смысл можно развивать до бесконечности, находя различные отсылки и сравнения. А достаточно бодрые диалоги и батальные цены развлекают зрителя.

    Конечно, очень постарались актеры. К концу фильма я четко разделял семерых ронинов, которые решились заняться любимой работой. Сперва возникало ощущение, что их изначально было больше. Это все на фоне масштаба происходящего. Конечно, не битва двух императорских армий. Но любая битва за свою свободу, близких и за самого себя становится самой масштабной. Для того, чтобы дать зрителю войти в положение крестьян, времени не жалелось.

    Конечно, на первый план выходит Тосиро Мифуне. О ком еще говорить после Акиры Куросавы? Надо заметить, он отрывался по полной программе. Неудивительно, что впоследствии наизусть повторял реплики своего персонажа. Такой ненормальный, вспыльчивый и такой же благородный и храбрый. Я первое время считал, что он прикидывается. Как же еще думать о его персонажах, после лент «Телохранитель» и «Отважный самурай». Но Мифуне был молод и полон энергии. В данной ленте он блестящее ее выплеснул.

    Надо будет еще раз посмотреть «Великолепную семерку». Сам Куросава говорил, что основная мысль в голливудской версии передана правильно. Но я уверен, что никогда и ничто не сможет преодолеть этот шедевр. Как все просто и гениально. Хотя не так уж и просто. Работа проделана гигантская. Остается вздохнуть и наслаждаться другими шедеврами мастеров кинематографа. Благо, их хватит на всю оставшуюся жизнь. Это если жить вечно.

    9 из 10

    11 января 2013 | 20:38

    Довольно трудный для восприятия фильм для представителя европейской культуры.

    Посмотрев фильм, понимаешь, что его сюжет или отдельные его элементы, повторены во множестве других фильмов, выпущенных в США и Западной Европе. Фильм действительно значимый и внесший значительный вклад в развитие мирового кинематографа.

    Хорошо показаны средние века в Японии, которые не слишком, в общем-то отличаются от Европы. Сословная разобщенность, недопонимание, недоверие, ненависть. Самураи со своей культурой, понятиями, образом жизни, моралью, крестьяне со своей, как будто иностранцы встретились друг с другом. Показателен и финал фильма. Но фильме ясно было видно, что бандиты во время своей атаки побили множество крестьян. И их погибло не в пример больше, чем самураев. Но крестьян, разумеется, никто не считает. Для самураев жизнь крестьян ценностью не является.

    Но фильм очень хороший. Каждый уважающий себя любитель кинематографа обязан его увидеть

    10 из 10

    2 сентября 2012 | 19:37

    «Семь самураев» — это прежде всего фильм о силе, стойкости и красоте человеческого духа, во времена феодальной эпохи в Японии 16 века. «Семь самураев» — это прекрасная иллюстрация того, как в те времена взаимодействовали различные социальные классы, со всеми их проблемами, предрассудками, на протяжении всего фильма Акира Куросава никогда не забывает об этих различиях и умело их иллюстрирует. Очевидно, что самурай являются по большей части доблестными войнами, а крестьяне — беднейшим классом, не имеющим даже средств на оплату своих защитников.

    Главное направление в «Семь самураев» — это сравнение двух психотипов: самурая или «война» и «крестьянина». Самообладание, сила духа, мужество с одной стороны, в противовес эгоизму и неблагодарности с другой. В этом плане финальный эпизод является яркой иллюстрацией.

    «Всё таки мне кажется мы проиграли, а победили крестьяне».

    Показав в самураях способность к состраданию, а именно состраданию к простому народу, пускай и не совсем благодарному, а также фантастическую храбрость и самопожертвование. Акире Куросаве удалось создать не только отличный фильм, ключевые моменты которого можно с легкостью обнаружить в многочисленных фильмах вышедших позднее, но и также мастерское использование эффекта «Deep Focus».

    27 мая 2011 | 11:25

    «Каждый день без исключения нужно считать себя уже мертвым.» Хагакурэ

    Так получилось, что вчера я посмотрел этот фильм, а на завтра запланирован конец света. Сейчас объясню, почему это имеет значение. Я проникся глубочайшим уважением к Акире Куросаве. Ещё днём раньше я прочитал Хагакурэ и был поражён конкретностью мысли в нём. Нерасхождением слова и дела. Честь для самурая — не пустое слово, под ним стоит, подкрепляя его вес, абсолютно конкретное сэппуку. Точно так же в этом фильме, я сначала не понял, потом протёр глаза — персонажи этого фильма под словами подразумевают совершенно конкретные действия, что абсолютно отличается от американского кино, к которому я привык. Жительница деревни, говорящая, что, если придётся отдать ячмень бандитам, то придётся повеситься — она ведь на самом деле это имеет в виду. Сложно объяснить, но обычно в кино, да и в жизни, подобные слова бросают на ветер. Не имея под словами намерения. Персонажи этого фильма соглашаются на авантюрную затею выступить всемером против сорока бандитов (очень велика вероятность, кстати, что бандиты эти — такие же безработные самураи, как и они — так, во всяком случае, если верить википедии, было в реальной истории, которая легла в основу фильма, так что это не лёгкая битва), как мне кажется, по соображениям именно чести самурая, чтобы никто не мог подумать, что отказались они из трусости. Безупречно в этой ситуации было именно согласиться, и погибшие погибли достойной смертью, так что зритель может им завидовать, но не жалеть.

    Такой подход к словам помог мне сегодня увидеть, что, несмотря на большое количество разговоров о конце света, лично я избегаю мысли о том, что конец света значит прежде всего то, что я умру, и что умрут все остальные люди. Хотя кое-кто говорил о конце света в связи со страхом смерти, но в другом ракурсе. С позиции самурая конец света представляет прекрасную возможность прожить сегодняшний день безупречно, благодаря большому напряжению в коллективном бессознательном на эту тему.

    Другим
    Ты можешь сказать,
    Что это слухи.
    Но когда сердце спрашивает,
    Как ты ему ответишь? («Госэн вака сю»)


    Этот фильм помог мне подразумевать под словами именно то, что они означают — в связи с концом света, но, наверно, может сделать это и с мыслями в любой другой сфере. Собственно, эмоциональная-ментальная конгруэнтность — это то, чем фильм произвёл на меня самое сильное впечатление, остальные многочисленные достоинства являются её следствиями, не стану их расписывать все.

    Фильм про настоящих самураев, безупречно следующих кодексу, включая того, кто не был самураем от рождения. А значит, уважаемые, мы тоже имеем шанс прожить достойную жизнь. Для этого, всего-то, такая малость, нужно следовать кодексу самурая. Но… это уже другой фильм;)*

    10 из 10

    * Отсылка к «Псу-призраку» Джармуша.

    20 декабря 2012 | 13:11

    Так можно сказать про кино истинного мастера своего дела Акира Курасава. Его особенно ранние фильмы передают весь смысл природы духа, во всей его полноте.

    … В этом фильме мы можем увидеть сравнение психологии двух психотипов: «воина» и «крестьянина». Самообладание, жертвенность, в противовес эгоизму, корысти. Какая будет армия из «крестьян», полагаю, не трудно догадаться: такая же как и сейчас у нас в России с унижением другого (т. к. нет уважения к себе), со всеми вытекающими…

    Если быть кратким фильм передаёт психологию самурайского духа, истинных традиций воина с большой буквы, идущих ещё, по-видимому, от кшатризма (примерный период 5 тыс. лет назад).

    Фильм нетороплив, глубок по содержанию. Можно говорить о сценах фильма, но какой в том смысл… Каждый реценз это одна из граней этого фильма, а самих граней великое множество!

    Приятного просмотра всем понимающим это ценителям красоты человеческого духа!

    30 октября 2010 | 10:21

    Знаете, меня всегда впечатляло до крайней степени то, как мастерски выглядят старые фильмы по сей день. Фильм 54 года! 7 самураев впервые я увидела много лет назад, и я до сих пор помню какое огромное впечатление на меня произвела эта картина! Тогда же я узнала о гениальном режиссере Акире Куросаве. Многие из актеров этого фильма, так же как и Акира уже покинули наш мир, но память о них вечна. Вот, что поистине легендарно, это — память о тех, кого нет, но их творения до сих пор актуальны!

    7 самураев это история о бедных и несчастных крестьянах, которые ищут помощи у тех, кому они могут заплатить кровом и рисом потому, что они буквально нищенствуют. Все таки талантливые актеры есть во все времена! Каждый из семи самураев передал характер и индивидуальность настолько точно и колоритно, что я поражалась каждый раз восхитительной игре этих мужчин. Конечно особенно тут выделяется Тосиро Мифунэ, он несомненно безупречно сыграл дикаря и отшельника, который примкнул к 7 самураям. Его вздорный нрав казалось бы всегда неуместен и по меньшей мере не корректен, но именно благодаря этому смутьяну фильм обретает совершенно неожиданные повороты.

    Даже толпа крестьян смогла передать то плачевное положение в каком они находились. Т. е. постановка фильма достойна одобрения. И атмосферность фильма мигом перенесет зрителя во времена средневековой Японии, где самураи расхаживали по улицам с мечами на перевес, а в маленьких деревеньках бесчинствовали бандиты.

    Единственная сноска на ч/б формат. Но т. к. все таки лента старая, приходится поднапрячь глаза. Хотя было бы очень здорово увидеть это прекрасное творения в цвете!

    9 из 10

    10 августа 2010 | 10:17

    К этому фильму, с большим опозданием в конце 1980-х попавшему на советские экраны, почему-то было принято относиться с почтением, как к антиквариату, из которого нельзя извлечь никакой пользы. Лишь появление новой, анимационной версии (2004) отчасти изменило ситуацию.

    А ведь именно «Семь самураев» являются в творчестве Куросавы, пожалуй, наиболее увлекательным, захватывающим, интересным прежде всего в сугубо зрелищном плане произведением, чей высокий коммерческий потенциал косвенно подтвердил и голливудский «ремейк» — вестерн «Великолепная семёрка» (1960). Да и на родине автора картина, получившая престижные награды в Европе (Серебряная премия на МКФ в Венеции) и в США («Оскар»), наверняка поначалу воспринималась лишь удачным образчиком традиционного японского киножанра.

    Куросава, по сути, вдохнул новую жизнь в «кэнгеки», подобно тому, как сорок лет спустя, его молодой соотечественник Такэси/Такеши Китано выступит реформатором гангстерского кинематографа.

    И всё-таки новаторство «Семи самураев», конечно, не в только этом. Даже если режиссёр сознательно не вкладывал в свою занимательную историю прямых аллюзий на современность, в ленте потрясающе точно, на интуитивном уровне, отражена смена общественных настроений.

    На замысел, безусловно, не мог не повлиять параллельно нараставший в стране протест против проводившейся под давлением США ремилитаризации Японии — и уже в декабре 1954-го (спустя всего полгода после премьеры) подаст в отставку премьер-министр Сигэру Иосида, на смену которому придёт либерал-демократ Итиро Хатояма. Это косвенно объясняет, с какой целью Куросава обратился к одному из самых загадочных образов страны Восходящего солнца — к образу самурая, её во многом олицетворявшему, подвергнув сомнению основополагающее положение «бусидо/бушидо», ограничивающее смысл жизни любого из касты воинов служением хозяину — сёгуну.

    Ирония фильма в том и заключается, что семеро самураев нанимаются работать к презренным крестьянам, причём только за еду и ночлег. Но события интерпретируются отнюдь не сатирически, приобретая, напротив, драматическую, а вскоре и патетическую интонацию — только истинными героями предстают… земледельцы, трудящиеся в поте лица своего.

    Мифунэ великолепен в образе Кикучийо, шестого из семи, который признаётся в своём «низком» происхождении, а в финале выжившие в схватке самураи сами убеждаются в мысли, что «победили не мы, а они» — крестьяне.

    Искренний и красноречивый призыв автора вознестись над устоявшимися, сдерживающими рамками национального менталитета, повернуться лицом к общечеловеческим гуманистическим идеалам, ценность коих для режиссёра неоспорима, не утратил своей актуальности и по сей день.

    В то же время противопоставление «крестьянин — самурай» приобретает в фильме и трансцендентный смысл, символизируя собой антиномию «жизнь — смерть», в которой Куросава, опять же во многом вопреки японским традициям, воспевает первое. Между прочим, эта сторона «Семи самураев» вызывала неподдельное восхищение у Андрея Тарковского, включившего фильм в число 10 лучших произведений кинематографа.

    12 декабря 2008 | 21:16

    Акира, в сущности, не сделал ничего неожиданного, он просто объединил модный в те годы неореализм с классической для Японии самурайской темой. На «выходе» получился фильм, потрясший европейского и американского зрителя и вызвавший не самые однозначные оценки у самих японцев.

    С чем же эта неоднозначность связана? Я думаю, что именно Акира, одним из первых, показал, что самураи обычные люди. Люди, готовые защищать крестьян. Люди, которые могут остаться без денег и просто колоть дрова в качестве оплаты за еду. Люди, которые готовы в пылу неожиданно возникшей обиды зарубить друг друга. Люди, которые могут просто умирать, без лишнего пафоса.

    Присмотритесь к деталям. Многого стоит кадр, в котором учащий крестьян боевому искусству самурай задумываясь чешет свою ногу. Уверен, такая простота в изображении героев прошлого проводила межкультурный мост — представители европейской парадигмы развития, проникались реалистичностью образов. Но понравилось ли это ценителям традиций? Даже название фильма не в полной мере отражает реалий, и в угоду стереотипам общеизвестное слово «самураи» вытеснило куда более точное — «ронины».

    Значение фильма Куросава нельзя недооценивать. Это была одна из ступенек для признания японской идентичности со стороны другого мира. Однако, мне куда более по душе более лаконичный «Расемон», психологические притчи Масаки Кобаяси и самурайские «файты» от Хироси Инагаки.

    По правде говоря, картину про «Семь самураев» сейчас смотреть ведь не так уж и просто. Длинный хронометраж, полностью выпадающая середина ленты. Да и сцена поединка не кажется мне уж слишком интересной — Куросава концентрирует внимание на реалистичности, жертвуя эстетической привлекательностью. Прекрасно понимаю восторги — смотрится ведь все как хроника событий. Между тем, есть ведь и вопрос личных симпатий. Признаю высокий уровень батальных сцен, но не восторгаюсь ими.

    В самом начале ленты будет один поединок, который я очень ценю. В процессе тренировки двое самураев повздорят. Обнажив мечи они сойдутся в поединке, который завершится после всего лишь одного удара. Вот тут реализм оказался как нельзя кстати.

    5 из 10

    24 сентября 2013 | 14:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 391 руб.
    подробнее

    Новости


    Студия MGM полна решимости переделать вестерн «Великолепная семерка» и зовет в режиссерское кресло Антуана Фукуа. На главную роль приглашают Дензела Вашингтона, работавшего с Фукуа в проектах «Тренировочный день» и «Великий уравнитель». (...)
     
    все новости

    Статьи


    Вдохновившись подвигом Рэйфа Файнса, для роли в фильме Веры Глаголевой выучившего русский язык, КиноПоиск решил вспомнить, кто еще из иностранных актеров владеет русским. А ведь русские корни, если покопаться, можно найти чуть ли не у половины Голливуда — от Леонардо ДиКаприо и Стивена Спилберга до Вупи Голдберг и Сильвестра Сталлоне(...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.ГонкаRush8.387
    66.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.381
    67.МалышThe Kid8.379
    68.Терминатор 2: Судный деньTerminator 2: Judgment Day8.364
    69.Человек дождяRain Man8.359
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.55%
    32.ДракулаDracula Untold92.42%
    33.ВаркрафтWarcraft92.40%
    34.ФранкенштейнFrankenstein92.15%
    35.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.07%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Славные парниGoodfellas86
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here21
    Таинственная рекаMystic River113
    Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в ДалласеJFK27
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy32
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.490
    ГераклHercules6.309
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.535
    Домашнее видеоSex Tape5.844
    Король сафариKhumba5.818
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры