всё о любом фильме:

Семь самураев

Shichinin no samurai
год
страна
слоган«The Mighty Warriors Who Became the Seven National Heroes of a Small Town»
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма, Сё Мацуяма, Кохэй Идзаки, ...
монтажАкира Куросава
жанр драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Япония  7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время202 мин. / 03:22
Номинации (1):
Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…

Куросава показывает яркие, выразительные и такие достоверные персонажи, что, кажется, всему происходящему зритель был свидетелем сам.

Несмотря на реалистичность и беспощадность в подаче материала, картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. Этот фильм стал в буквальном смысле культовым для кинематографистов всего мира.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (189 476)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
57 + 0 = 57
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
    • В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбей заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребенок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
    • Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
    • Актер Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием.
    • Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
    • Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрёл на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его.
    • Считается, что именно в фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Впоследствии этот сюжетный прием часто использовался.
    • В 1960 году вышел американский римейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот римейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Впоследствии были поставлены ещё несколько римейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов» (1983), «Битва за пределами звёзд» (1980)). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала «Звездные войны: Войны клонов» (2008) посвящен Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы.
    • В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в фильме «Телохранитель» (1961), — и достиг кульминации в фильме «Кагемуся: Тень воина» (1980), где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами.
    • Cюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» (1998) студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.
    • Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия
    • еще 9 фактов
    Трейлер 04:14

    файл добавил((MoralNumber1971))

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 99 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Япония — страна таинственная, для нас, гайдзинов, непонятная и интригующая. Их традиционная культура настолько не похожа на европейскую, что служит источником сотен удивительных фактов. В светском разговоре всегда интересно обсудить самураев, карате, гейш, чайную церемонию, сад камней, икебану, оригами или аниме… впрочем, последнее, как часть современной культуры, обсуждается, бывает, и в резких тонах (я его и сама не понимаю, это аниме), но в большинстве своем все японское обсуждается с восторженным придыханием.

    Самураи в том числе. Бусидо, парные мечи, сеппуку, «должен жить так, будто уже умер», весьма своеобразное понятие о чести, ненормальная для современного европейца преданность сюзерену… впрочем, были самураи и без господина — ронины. Быть ронином было довольно унизительно и они обычно были бедны, поэтому часто вставали на путь преступления. Или становились наемниками. Вот как герои фильма.

    Фильм у Куросавы получился очень… м-м, сложно подобрать слово, личный? теплый? дружественный? В общем, создается впечатление, что ты не смотришь зрелище, не слушаешь историю, а знакомишься с людьми. И они, хотя и японцы, какие-то понятные, эти люди. Они шутят, злятся, горюют и боятся, и ты понимаешь их, словно нет этого культурного разрыва между востоком и западом.

    Вот, например, юный самурай Кацусиро. Явно не бедствующий, хорошо одетый, красивый юноша. Наивный еще и восторженный: никогда никого не убивал, не знал женщин и никогда никого не терял. Мечтал найти себе сенсея, чтобы стать «настоящим самураем». Довольно типичный, вроде бы, образ, но эпизод с веткой сакуры показывает нам, что он живой человек. Действительно, мальчишка — сорвал цветущую веточку, намеревался уже собрать букетик, а потом вдруг, встретив другого человека с букетом, вспомнил, что нюхать цветочки — занятие, недостойное мужчины. И так застеснялся и рассердился…

    А как о нем заботится его сенсей, с какой отцовской теплотой старается уберечь от этого самого бытия «настоящим самураем», потому что прекрасно знает, каково это — кровь, потери, холод долга. Хороший, добрый человек Камбэй, из чистого альтруизма согласившийся защищать деревню от бандитов.

    Да и все семеро — в общем, достойные люди. Даже холодный суровый Кюдзо, даже бешеный Кукитиё весьма человечны. Последний — человек, конечно, странный… очень резкий, диковатый, нервный. Быть может, простоват, но есть в нем какая-то мудрость, и боец он храбрый. В отличие от собратьев по оружию, он носит не катану, а, видимо, одати… он не такой, как они, и на знамени их маленького отряда его не зря изобразили треугольником, а не кружком.

    Крестьяне — тоже не безликая масса. Рикити, довольно приятный молодой парень, никак не способный справиться с горем — у него похитили жену. Страстно желающая жить девушка Сино, которую отец глупо пытался «уберечь», переодев мальчиком. Несчастная старуха, потерявшая всех и ставшая более самураем, чем самураи — не желающей жить, только убивать.

    Фильм получился не столько боевиком, сколько «за жизнь». Ключевой его момент — обвинительная речь Кукитиё. Он обвиняет крестьян за то, что они почти перестали быть людьми, стали жестокими, хитрыми животными; и обвиняет самураев — за то, что они в этом виноваты, отнимая у крестьян последнее. Люди, жизнь которых — искусство убийства, говорит Куросава устами своих героев (Кукитиё и, в финале, Камбэя), должны уйти, проиграть. Не потому, что они плохие. А потому, что объединение крестьян и самураев (в самом общем смысле) невозможно. Пережив вместе битву за деревню, проливая кровь друг за друга, даже влюбившись друг в друга (самурай в крестьянку), те и другие все равно остались разделены. И в конце концов оказывается, что у тех крестьян, что выжили, есть жизнь — они собирают урожай и поют, веселятся… а у тех самураев, что выжили, есть только мечи. Что их ждет в будущем?.. очередные сражения? смерть в бою? сеппуку? Ничего, в общем, хорошего.

    Люди войны бывают необходимы, но будущее останется — если будут благосклонны боги — людям мира. Пока что люди не перековали мечи на орала. Но в искусстве, как раз где-то с середины двадцатого века и по сей день все чаще поднимается тема, что пора прекращать войны, и звучит надежда, что «когда-нибудь это время наступит». Куросава, правда, говорил немного не об этом… он сам сочувствовал скорее самураям, проигравшим, этой кровавой, но яркой, сильной части истории своей страны… но сейчас, ретроспективно, можно воспринять фильм и так.

    Спасибо, господин Куросава.

    9 из 10

    20 апреля 2010 | 16:46

    Семь Самураев — это мой японский Властелин колец и мой Гладиатор.

    Вводная фраза лишь попытка передать мои впечатления от этой картины. Настолько же сильное впечатление на меня произвела лишь трилогия П. Джексона и потрясающий «Гладиатор» Скотта. Другое дело, что Семь Самураев я посмотрел, уже будучи значительно постарше, а фильм будет не просто значительно, но рамками кинематографа эпически старше творения новозеландского кудесника. Акира Куросава удивил, и поразил. Зная о типичных восточных, действительно странных фильмах, было очень неожиданно увидеть сильную, масштабную картину. С удивлением обнаружил после 2 часов просмотра, что фильм еще не закончился, и еще больше удивился, что я был просто поглощен его просмотром. Настолько заинтригован и привязан к экрану, что опять же отметил это про себя (дело в том, что последние года три ни одна кинолента, не смогла меня ТАК удерживать подле себя).

    И да здесь нет огромных масштабных битв, но те что есть показаны с такой чарующей достоверностью, с такой антропологичностью и реализмом, что смотрится это много приятнее искусственных голливудских побоищ. И самая приятное — это многообразие фильма. Тут тебе и этнографические зарисовки, и драмы, и диалоги, и элементы комедии, лирика, поэтика, история, и прямой взгляд, без всякого приукрашивания. И это цепляет. Обычные люди со своими проблемами и тараканами в голове. Проблемы социальных классов, родственных связей, взаимоотношения людей и показательные судьбы. Яркие образы (что тоже редко наблюдается в современном кинематографе). И сложно даже выделить более выпуклого персонажа. И самураи, и крестьяне, девушки, бандиты. Все очень натурально, естественно, и этому веришь. Действительно веруешь, в то что показывает режиссер.

    Безусловно как и обычно бывает на этом сайте, все уже сказано за меня. И роль фильма в кинематографе, и про режиссера, и все остальное, но как и обычно пишу я больше для себя, дабы отметить свои эмоции чуть более графомански чем простым очерком в твиттере.

    Очень сильные кадры. В картине их действительно много. Особенно впечатлила концовка. И финальная фраза и четыре кургана чести, если можно их так назвать.

    Вообще черно-белое кино, которое несколько раз за фильм пробирает до мурашек, это… опять же впечатляет! Это настолько редкое ощущение. Пожалуй лучший фильм за последние несколько лет, что я посмотрел. И музыкальное сопровождение, ровно как и операторская и актерская игра на уровне. И почему то мне кажется что японцы именно так себя и вели. То, что нам кажется кривляниями, бессмысленными женскими визгами, и прочая клоунада, всё это было.. реальностью. И является частью японской истории и культуры.

    Фильм-приключение по японии. Зарисовки которые позволяют лучше понять и хокку и бусидо, и японский менталитет. Удивительная страна, удивительная история. И это тоже накладывает свой отпечаток на оценку. Япония — это всегда немного другая планета.

    Забавно, как испаряются эмоции после написания. Слово изреченное-ложь. Пишу и понимаю, что не могу передать свои впечатления, мысли, образы. Это на уровне немого восхищения, тыканий пальцами, и детскими восклицаниями. При том, что работа мозга, проведение параллельных шаблонов, подсознательная историческая справка, прослеживание влияния фильма на все виденное тобой, интенсивна как никогда. Приятная работа. Отмечаешь детали обмундирования, верно воссозданные деревни которые ты видел по музеям или из путешествий, тонко, очень тонко и без приукрашиваний переданная идейность бусидо, людей и в целом эпохи. Уже повторяюсь.

    Видел в одной рецензии слова о том что битвы мол не изящны и нереалистичны. А я считаю напротив, они потрясающе достоверны. Не было никогда красивых битв, или зрелищной войны. Это всегда грязь, труд, и нелепые убийства. Обратите внимания на дух коллективизма в фильме. Несколько толковых воинов, методичностью, планированием, и грамотным управлением превращают вымирающую деревушку, в маленькую, но неприступную крепость с гордо реющим знаменем. Методичность и социальность повсюду. От ритуалоподобного сбора урожая, до медитативной тренировки. В американских фильмах все иначе. Американское кино- культ геройства. В этом вся америка. Индивидуализм. Самодостаточность, «моя хата с краю». Отсюда и засилье комиксоидной шелухи. Азия же всегда была более социальной. И фильм это показывает тоже. И таких деталей… тысячи их…

    И устав бороться с вечно съедающим мои фразы интерфейсом, и ленясь писать все в безопасном ворде, я завершаю рецензию. Еще раз отметив ее отрывочность и кадровость(рецензии). И отвесив фильму еще несколько комплиментов, пожалуй откланяюсь. Всем смотреть. Всем знать. Все наблюдать, и затем сверяться с доступной о той эпохе и стране информацией. Удовольствие-незабываемое.

    И да. Участь кино воина терять вновь и вновь. Хорошее кино как хороший друг. Однажды посмотрев, оно частично умирает. У леммингов есть комиксы. А что осталось у нас?

    Честь самурая и светлая память.

    10 из 10

    24 января 2014 | 10:41

    А собственно к чему я клоню таким нелепым, на первый взгляд, заголовком? Про фильм не скажу ничего, потому что он один из лучших за все время существования кинематографа. Буду говорить вот о чем.

    Без этого фильма не было бы современного Голливуда.«Как не было?»- спросите вы. Да вот так. Этот фильм величайшего мастера, больше чем кино о нелегкой жизни крестьян. Это энциклопедия, скрижали, фундамент современных экшн фильмов. Без этого фильма не было бы не Спилберга, не Кемерона, не кого либо еще. В этом фильме есть все, что нужно современному экшену и на чем он строится — хорошие, плохие, убийства, гибель, любовь, юмор, неожиданные повороты, и т. д.

    Но у этого фильма есть одно существенное отличие от современного экшена. Аттракционы вроде «Аватара», «Звездных войн», «Пиратов карибского моря» служат для развлечения и зарабатывания денег, и ты видишь в них прежде всего тот самый пресловутый экшн, а уже после пытаешься разглядеть толику смысла. Но в «Семи самураях» все наоборот. Ты видишь потрясающий мир, атмосферу средневековой Японии, видишь Актеров (именно с большой буквы), видишь глубину самого фильма, видишь перо Мастера (естественно с большой буквы) который этот фильм снял. И только потом, после нескольких просмотров, понимаешь, что это вершина современных развлекательных лент.

    Лучше просто не бывает.

    10 из 10

    3 сентября 2010 | 02:14

    Поражает, что несколько человек, самураев, согласились почти бесплатно рисковать жизнью, защищая незнакомую им деревушку, людей, которые даже не удосужились их встретить. Хотя они (самураи) могли заняться более благодарной и оплачиваемой работой.

    Интересны военная стратегия и тактика обороны деревни, выработанная главным и опытным самураем Камбэем, благодаря которой удалось отстоять деревню.

    Сцена всеобщего смеха самураев над юным Кацусиро, вступившим в интимную связь с полюбившейся девушкой из деревни, заставляет задуматься о первичности для самурайского возмужания потери сексуальной или воинской «девственности» (убийство врага).

    Интересно наблюдать за психологическими портретами героев, и за тем как их характер раскрывается в тех или иных ситуациях.

    9 из 10

    24 апреля 2010 | 04:05

    От этого произведения я прямо скажу — был просто в восторге. Не зря видимо его считают одним из культовых для кинематографистов всего мира. Снятый более полувека назад, японский (а их кинематограф всегда был и является вещью неоднозначной), черно-белый, с хронометражём в три с половиной часа пролетает просто на одном дыхании. Грим, костюмы, декорации и большое внимание, уделяемое деталям не вызывают и малейших нареканий, а наоборот заставляет восхищаться картинкой. Отдельно в этом плане очень порадовала грамотная операторская работа. Все главные действующие персонажи картины проработаны очень основательно. Актёрский состав отлично справился с поставленной задачей, что крестьяне, что самураи — каждый проникся своим образом, его тонкостями и воплотил их на экране крайне умело. Тут можно только отдать должное режиссёру, сумевшему так красочно и аккуратно воссоздать романтические мифологические образы героев-самураев, готовых придти на выручку за идею, за справедливость, за свой народ. Кто-то сама собранность и концентрация, кто-то романтичная и необузданная юность, кто-то сама дерзость, вспыльчивость и праздность, перечислять можно очень долго, да и зачем? Одинаковых среди них вы не найдёте, если даже очень постараетесь. Такое кино надо смотреть. Пусть основа сюжета в нём достаточно проста, пусть сцены сражений не блещут спецэффектами, как в современных блокбастерах, но сделан он определённо с душой, диким желанием и от всего сердца.

    Красивейшее кино, наполненное множеством социальных и философских аспектов, присущим жизни разных слоёв общества той эпохи, отражающей, как ни странно и нашу с вами бытность в какой-то степени.

    2 июня 2010 | 21:14

    «Нет большей беды, чем недооценивать противника».

    Лао-Цзы.

    Здравствуйте. Меня зовут Акира Куросава. Сегодня я хотел бы поведать вам о своём великом фильме, под названием «Семь самураев»…

    Так мог бы я начать свою статью, если бы, действительно, являлся этим знаменитым японским режиссёром. Однако я всего лишь маленький, простой любитель кинематографа (который просвещается, смотря классические картины, стараясь понять их, запомнить, ну и, конечно же, ухватить некое тайное послание зрителю), так, что лезть высоко, не буду. А хочется…

    Хочется потому, что всё то, что я смотрел в старом, классическом кинематографе мне очень близко и понятно. Вот думал раньше, мол, я парень из XXI века, мне нравится качество плёнки, первоклассный звук, динамика, зрелищный экшн, красивые и харизматичные актёры, а значит, смотреть я буду только современные фильмы… А вот, посмотрел несколько классических лент, так и поразился: не цветная, потёртая плёнка, звук чуть хуже, присутствует даже какая-то наивность, а в целом — не уступают! И сценарий сильный (лихо закрученный), и актёры — то, что надо, и музыка, и съёмки!

    «Да…», подумал я. «Любопытно. Любопытно и интересно». И стал смотреть…

    Теперь я вижу, что эти великие, классические ленты (про которые твердят многие) — стоящее зрелище…

    Да, вот, хотя бы, и сегодняшний пример — «Семь самураев», режиссёра Акиры Куросавы…

    Тем, кто любит Японию, приключенческие фильмы и жанр аниме, данная картина может оказаться особенно близкой. Восточная культура, диалоги, характеры людей, обычаи и традиции — всё это бросается в глаза сразу. Для тех же, кто совсем ничего не знает об этом крае, следует пояснить…

    Прежде всего, стоит отметить, что Акира Куросава для Японии, как национальный герой. Обладая безграничным талантом к киноискусству, он, начиная простым помощником при съёмочной группе, дорастает до уровня ассистента режиссёра, затем пишет первые сценарии, ну, а ещё чуть позже — становится сам у руля всего процесса…

    Самое интересное, во всём этом было то, что режиссёр умел грамотно находить такие темы для своих фильмов, какие были бы близки народу, понятны и, в то же время, заставляли задуматься о жизни насущной…

    Он рассказал нам о разных периодах из жизни Японии. Рассказал с интересом, подбирая толковых актёров, и тщательно прорабатывая детали сценария…

    Ну и, такое серьёзное отношение к делу, не могло не заинтересовать также Европу, Америку. И Акира прославил свой край на весь мир. Сильно, не правда ли? Вроде бы, писал для своих, а оценить смогли все…

    И с «Семью самураями» вышла та же история… Вот, что такое «Семь самураев»? Это художественная, драматическая, философско-приключенческая картина, рассказывающая нам о жизни крестьян XVI столетия, их проблемах с местными разбойниками (междоусобные войны, грабёж, насилие), и нанятых на защиту бедным работникам блуждающих самураев — ронинов (воинов, потерявших своих покровителей).

    Всё. И мир оценил эту серьёзную историю. Ведь за те 203 минуты (3 часа и 23 минуты), что идёт фильм, господин Куросава постарался показать всё: быт крестьян, поиск самураев, стратегию, подготовки, конфликты, недопонимание, юмор, юношескую влюблённость, вылазки следопытов и… оборону деревни…

    Честно скажу, меня потрясла эта картина. Подбор таких актёров, как Такаси Симура — Камбэй Симада (лидер самураев), Тисиро Мифунэ — Кикучио (седьмой участник отряда); логические и мудрые повороты сюжета; оборона деревни, а также неожиданная и интригующая концовка — способствовали тому, что я, со всей должной справедливостью, поставил этой картине высший балл на века.

    Да… Сильно. Один парень веселил, лидер мудрости учил, юноша, своими действиями напоминал, что есть определённые правила и различия… И так далее… Сильно…

    Сама цифра 7 тоже здесь неспроста. «Сильмарилион», 7 чудес света, «Белоснежка и семь гномов», 7 томов романа «Гарри Поттер», а в них — семь крестражей Волан-де-Морта, Джеймс Бонд — это агент 007, «Семь лет в Тибете», в азартных играх — 777 (это Госпожа Удача) и так далее…

    Видится мне, что магия числа до сих пор не теряет свою силу. Недаром об этом говорит огромная популярность фильма, благодаря которому появились различные переделки этой истории.

    Что ж… Это ещё раз подчёркивает силу японского кинематографа и безграничный талант режиссёра.

    10 из 10

    Благодарю за внимание.

    28 февраля 2013 | 22:10

    Давно уже в планах «по расширению кругозора» на первом месте стоял господин Куросава. Причин масса. Много чего читал о нем и его фильмах, уважение и почитание от мэтров из Калифорнии в лице Лукаса и Копполы, частое упоминание в ранге «классика», да и просто всемирно известный мастер кинематографа из страны Восходящего, а тамошнее если не любимейшее, то всегда как минимум любопытное (обожаю эти японские дзен-паузы, минимализм и красоту кадра, построение мизансцен, статику). Ну, с чего начинать знакомство с «классиком» как не с его самого «классического» фильма, о семи самураях, признанного, увенчанного, само название которого слышал хотя бы единожды каждый киноман.

    Фильм смотрел уже второй раз, первый просмотр состоялся в возрасте примерно 9 лет и тогда особых эмоций и восторгов не вызвал. К примеру та же созданная по мотивам «Великолепная семерка» впечатлила в детстве весьма и весьма. Перед просмотром в голове всплывали только какие-то обрывки образов и кусочки сцен, так что можно сказать, что смотрел впервые. 3 часа…

    Не буду исходить слюной в очередных восторгах аля «на одном дыхании, шедевр шедевров, потрясающий актерский ансамбль» и прочее, хотя кино заслуживает каждого из них и даже большего. Что впечатлило более всего. Моментально видно, что режиссер человек не «западный». Кино по темпу весьма неторопливо, медитативно, созерцательно, «западники» так не умеют вернее умеют, но не так, там где они роются, ставят и решают головоломки, играют психологией, Куросава лишь смотрит и видит суть того или иного персонажа, реакции, или события в фильме. Он именно отображает и созерцает, создавая некое единение происходящего, смысла и зрителя, без перегибов, истерии и беспросветного «сумрака» авторского. Чувствуется рука мастера и глубокая личность.

    Сама история, просто великолепна, по сегодняшним меркам пресытившегося всем и вся киноэстета, «Семь самураев» на первый взгляд кино простецкое и даже кажется банальной историей о том, как сильный защищает слабого, и в принципе можно его таким и считать. Но при всем этом Куросава умудряется выжать из этой простоты все имеющиеся соки, насытить ими ткань фильма, раздуть из примитивного конфликта «право сильного» чуть ли не философский трактат, населить свою картину самобытными и колоритными персонажами, вложить в них пестрящую эмоциями и темпераментами мотивацию, и все это грамотно и со вкусом подать так, что зритель не ломает себе мозг и нервную систему, а получает удовольствие и следит заинтригованный и порабощенный происходящим. Здесь присутствует и интрига, и мысли, и чувства, причем все настолько ненавязчиво идеально, что лишь по окончании хронометража тебя осеняет, это было что-то…

    Поразительно достоверно выписаны и сыграны персонажи, причем как самураи, так и крестьяне, каждый раскрыт, рассмотрен и подан на зрительский суд. Но бал, конечно, правит персонаж Тосиро Мифуне, экспрессия, ярость, сама жизнь, бурлящая, кипящая, призирающая и плюющая смерти в лицо. Будто демон, спущенный с цепи погулять по грешной земле в облике смертного, что бы познать все радости и удовольствия плотского, земного. По мне явный (ща буду матерится) гротеск.

    Технически кино хоть и устарело, но по своему, черно-белому, совершенно и красиво. Присутствует даже слоу-мо, пусть и не Снайдер. Даже намек на пафос и голливудскую героику в фильме отсутствуют, персонажи побеждают с помощью мастерства, ума, а иногда и грубой физической силы, каких-то боевых красивостей здесь нет, люди бьются и умирают. Как будто по настоящему, без неземного боевого таланта уважаемого мной генерала Максимуса, и легкомысленной бесшабашности Уоллеса. В итоге кино получается «о героях, без героев» в том смысле слова, в котором мы привыкли, наблюдать в блоках бастеров. Перед нами предстают не боги войны, а бывалые в разной степени искусные воины для которых война не красивая поэма, а банальное ремесло, ставшее их сутью.

    Ну и смысл. Прочитав в интернете отзывы и прочую инфу о фильме, был весьма удивлен, узнав, что в «Семь самураев» содержится некий мощнейший гуманистический посыл. Я ничего подобного здесь не увидел. Я увидел историю о том, что люди были поставлены в положение «мирись или борись». И люди эти так называемая «соль земли», еще их называют серой массой, стадом, овцами. Так вот овцы решились бороться с волками, обратившись за помощью к другим волкам. Ну или охотничьим псам, не важно как их называть. Куросава показывает ту пропасть, что разделяет эти два людских вида, людей служащих принципу и идеалу и тех, кто живет в той самой хате с краю, где тепло и можно набить голодное пузо хотя бы просом. И эта пропасть сродни вселенной, а по ее краям холодное презрение, рабское малодушие, страх и высокомерие, и прочее прочее. В итоге волки и овцы объединяются, бандиты повержены, хэппи-энд. Вот только финальная сцена со счастливыми крестьянами и удрученными видом могил своих соратников самураями, ясно говорить, что как не старайся овце не стать волком, самураю не проникнутся заботами крестьянина, а рожденный ползать так и сдохнет на брюхе. Так мне все это видится.

    Идеальное во всех смыслах кино, жирное от достоинств, тонкое, красивое и мощное. В нем можно и в удовольствие поковыряться и с наслаждением посмотреть.

    P.S. На очереди «Телохранитель».

    22 июня 2010 | 21:36

    Прекрасно понимаю, что сейчас на меня выльется целое ведро негативной критики потому, что я скажу, что не в восторге от этого кино.

    Я хочу отбросить тот факт, что это очень серьезная лента для японского кино, как в техническом, так и в любых других, плане. Я хочу просто посмотреть на эту картину глазами обычного зрителя, который придёт в кино, чтобы ознакомиться с фильмом японского кинематографа. Конечно, разница во времени огромна, и то, что удивляло и будоражило чувства тогда, сейчас кажется нелепым. Но, ничего не поделаешь.

    Во-первых, кино очень длинное. И, что самое важное, длинное нерационально. Лично для меня, финальная битва, о которой я столько читал, оказалась чем-то таким, как «и ради этого я просидел три часа». И дело не в том, что она плохо сделана, а в том, что зритель уже умотался за все это время, устал.

    Во-вторых, меня очень сильно забавило то, какой жестикуляцией, а, главное, выкриками, обладали герои фильма. Ну, честно говоря, как-то серьезно после этих выкриков к ним относится, ну никак, не получается.

    В-третьих, кино черно-белое. И, из-за этого, смена кадром, мест, пейзажей, практически не замечается. Такое чувство, что смотришь на одну и ту же сцену. Хотя, к тем годам, цветное кино уже было совершенно нормальной вещью.

    В общем, лично для меня, это такое кино, которое стоит посмотреть один раз, так как оно действительно занимается серьезное место в мировом кинематографе, и забыть.

    18 сентября 2012 | 18:45

    Фильм, ставший значительной вехой в развитии кино, я посмотрел всего пару лет назад. На меня, признаюсь, картина произвела сильнейшее впечатление. Акира Куросава, безусловно, великий режиссер, вложил в свой шедевр всю мудрость Востока, и весь талант художника, создав потрясающий образ настоящего самурая. Этот фильм в последствии с успехом пересняли в США. «Великолепная семерка», хоть и стала классикой, все же была лишена того глубочайшего смысла, что заложил в свое произведение японский режиссер.

    Эпическая, более чем трех часовая постановка Куросавы, с грандиозной точностью и достоверностью показывает социальный быт японских крестьян. Фабула фильма проста, но проста только на первый взгляд. Хитрый японский режиссер за три с лишним часа успевает высказаться на все актуальные и волнующие его проблемы. Социальное неравенство, поиски духовного лидера, столкновение характеров и многое другое.

    Для меня эти семь самураев стали символом борьбы и противостояния, симолом свободы. Именно они сумели обьединить изнывающую от страха деревушку перед лицом врага. Куросава очень точно уловил веяния того времени, все выглядит пугающе достоверно. Внимание режиссера к каждой детали, к каждой мелочи — поражает. Можно сказать, что для послевоенной Японии, картина стала своего рода символом добра и добродетелей. Семь самураев преподносятся режиссером как будто они супергерои, в контексте того времени, конечно, это так и было.

    Блистательная роль великого Тосиро Мифуне, за которую он любим многими поколениями. Его невероятно харизматичный и яркий персонаж держит на себе внимание зрителей при просмотре, и заставляет сопереживать себе, как никому другому в данной ленте. У его персонажа — Кикудзие — сложная судьба, на которую повлияла каста самураев. Герой Мифуне по ходу фильма произносит несколько душераздирающих, наполненных экзистенциальным смыслом реплик, которые остались в памяти на долгие годы.

    «Семь самураев» — это великое кино, наполненное высокой поэтичекой красотой образов и персонажей, и, глубоким социальным и философским смыслом. Показав в самураях гуманизм, сострадание к простому народу и фантастическую храбрость, Акира Куросава создал невероятный культ. Перед его творением преклоняются многие современные режиссеры, в том числе и Джордж Лукас, который использовал некоторые черты образов «Семи самураев» в своих «Звездных войнах». Фильм множество раз цитировали и пародировали, можно вспомнить хотя бы пиксаровские «Приключения Флика», но оригинал остается невероятно актуален и по сей день.

    10 из 10

    28 августа 2008 | 22:29

    Очередной шедевр от Куросавы! Никак по другому этот фильм назвать нельзя. Переснятая «Великолепная Семерка» ни в какое сравенение не идет с этим фильмом.

    По началу смущала продолжительность в 160 минут, но после посмотра понимаешь, что ни один эпизод не может быть выброшен. Лишний раз подтвердили свое мастерство Акира Куросава, Такаси Симура, Тосиро Мифунэ и другие актеры конечно тоже на высоте.

    Смотреть обязательно.

    10 из 10

    2 ноября 2005 | 03:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 403 руб.
    подробнее

    Новости


    Студия MGM полна решимости переделать вестерн «Великолепная семерка» и зовет в режиссерское кресло Антуана Фукуа. На главную роль приглашают Дензела Вашингтона, работавшего с Фукуа в проектах «Тренировочный день» и «Великий уравнитель». (...)
     
    все новости

    Статьи


    Вдохновившись подвигом Рэйфа Файнса, для роли в фильме Веры Глаголевой выучившего русский язык, КиноПоиск решил вспомнить, кто еще из иностранных актеров владеет русским. А ведь русские корни, если покопаться, можно найти чуть ли не у половины Голливуда — от Леонардо ДиКаприо и Стивена Спилберга до Вупи Голдберг и Сильвестра Сталлоне(...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    1.Побег из ШоушенкаThe Shawshank Redemption9.206
    2.Зеленая миляThe Green Mile9.157
    3.Форрест ГампForrest Gump9.011
    4.Список ШиндлераSchindler's List8.894
    5.1+1Intouchables8.891
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.НесломленныйUnbroken91.79%
    42.ПэнPan91.67%
    43.КиберBlackhat91.47%
    44.Зловещая шестеркаThe Sinister Six91.45%
    45.Вне времениThe Lovers91.40%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ИдаIda5
    Махни крыломYellowbird4
    Малхолланд ДрайвMulholland Dr.236
    НоэльNoel28
    Рождество мистера КрюгераMr. Krueger's Christmas1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.135
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.946
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    Вычислитель5.255
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры