всё о любом фильме:

Гражданин Кейн

Citizen Kane
год
страна
слоган«Radio's Most Dynamic Artist . . The Man At Whose Voice A Nation Trembled . . . Now the screen's most exciting NEW star ! ORSON WELLES in the picture Hollywood said he'd never make»
режиссерОрсон Уэллс
сценарийГерман Я. Манкевич, Орсон Уэллс, Джон Хаусмен, ...
продюсерОрсон Уэллс, Джордж Шефер
операторГрегг Толанд
композиторБернард Херрманн
художникВан Нест Полглейс, Эдвард Стивенсон, Даррел Сильвера
монтажРоберт Уайз
жанр драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  640 тыс.
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время119 мин. / 01:59
Номинации (8):
В шикарном поместье умирает газетный магнат Чарльз Фостер Кейн, роняя лишь одно слово: «Роузбад». Смерть Кейна вызывает бурную реакцию в обществе, и группа журналистов берется узнать, кем же он был на самом деле, что он пережил за свою долгую, полную взлетов и падений жизнь… И что все-таки значит это «Роузбад»?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
67 + 0 = 67
9.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Соглашение, достигнутое между Орсоном Уэллсом и студией RKO, предоставило ему неслыханную свободу для режиссера-дебютанта: он должен был написать сценарий, спродюсировать, срежиссировать и сыграть в двух фильмах для студии, при этом именно он подбирал актеров и съёмочную группу. Также у него было право на окончательный монтаж своих картин. Глава студии Джордж Шефер мог лишь остановить съёмки, если бюджет фильма превысит $500,000 (бюджет «Кейна» был перерасходован на $200,000), но никто кроме Уэллса не имел право просматривать текущий съёмочный материал.
    • Манкевич написал первый вариант сценария приблизительно за шесть недель; большую часть этого времени он работал на больничной койке.
    • Орсону Уэллсу было всего 24 года, когда он вместе с Херманом Дж. Манкевичем написал сценарий фильма «Гражданин Кейн»
    • До своего появления в Голливуде в 1926 году Манкевич рецензировал пьесы для журнала The New Yorker.
    • Десятилетиями ходили споры по поводу того, какой вклад в сценарий внесли Уэллс и Манкевич. По данным различных источников, каждый из авторов выразил в сценарии свой взгляд на биографию и судьбу персонажей. Уэллс использовал в сценарии факты из своей личной жизни, Манкевич же, создавая образ Чарльза Фостера Кейна, придал ему черты Уильяма Рэндольфа Хёрста, известного издательского магната. Ходили слухи, что Хирста больше всего бесило то, что в фильме не раз упоминался «розовый бутон» (именно так, как многие утверждали, магнат называл интимные части тела своей любовницы Мэрион Дейвис).
    • По словам Уэллса, прототипом Кейна также были чикагский финансист Гари Фаулер МакКормик, потративший огромные средства на свою любовницу и вторую жену, польскую певицу Ганну Вальску, и один из основателей General Electric, чикагский магнат Самуэль Инсулл, построивший для своей любовницы-певицы оперный театр в Чикаго.
    • Еще во время учебы в школе Уэллс сочинил пьесу «Марш» (Marching Song), которая так и не была поставлена. В ней он поведал о том, как относятся к известному человеку разные люди, так или иначе связавшие с ним свою жизнь.
    • Картина получила восторженные отзывы кинокритиков, однако практически провалилась в прокате. Это в значительной степени объясняется тем, что Уильям Рэндольф Хёрст запретил упоминать об этой картине в своих газетах, которые в то время составляли основную часть печатной продукции в США.
    • Внимательный зритель может заметить, что камера всегда смотрит на Кейна и Лиланда снизу вверх, в то время как на более «слабых» персонажей, например, Сьюзан Александр, — сверху вниз. Данную манеру съёмок Орсон Уэллс позаимствовал у Джона Форда, применившего такой подход двумя годами раннее в «Дилижансе» (1939).
    • Для того чтобы придать выпуску новостей, показанному в начале фильма, зернистый вид, Роберт Уайз (монтажер) протащил пленку с отснятым материалам по каменному полу и марле, наполненной песком. Однако задумку монтажера не поняли некоторые владельцы кинотеатров, потребовав замены копий фильма из-за ужасного качества первых десяти минут.
    • Журналист, берущий интервью у пожилого Кейна, — оператор фильма Грегг Толанд.
    • Дебютный фильм Агнес Мурхед.
    • Во время съёмок Орсон Уэллс сломал лодыжку и был вынужден на протяжении двух недель руководить съёмками фильма из инвалидной коляски.
    • По версии American Film Institute фильм занял первое место в списке лучших фильмов всех времен.
    • Фраза Кейна «Бутон розы» заняла 17 место в списке «100 лучших фраз в истории кино» по версии American Film Institute.
    • Производственный номер фильма, который он получил на студии RKO, — 281.
    • Оригинальные негативы фильма сгорели во время пожара, случившегося в 1970-х гг.
    • Один из голосов репортеров, смотрящих выпуск новостей в начале фильма, принадлежит Джозефу Коттену.
    • Алан Лэдд исполнил небольшую роль, сыграв одного из репортеров в финале фильма.
    • В одной из сцен Кейн говорит: «Не верьте всему, что слышите по радио». Это — возможная ссылка на радиопостановку Орсона Уэллса «Война миров», которую многие восприняли, как настоящий репортаж с места высадки инопланетян.
    • Изначально сцена с Чарльзом Беннеттом и «хором девушек» должна была происходить в борделе, но студия не разрешила съёмки подобной сцены. Однако данное обстоятельство никак не потревожило Орсона Уэллса, который намеренно вписал такую сцену в сценарий, для того чтобы отвлечь внимание цензоров от других элементов.
    • Практически весь актерский состав фильма состоял из актеров труппы Mercury Theatre, которую основал Орсон Уэллс в возрасте 21 года. Данная труппа занималась радиопостановками известных литературных произведений, среди которых были «Граф Монте Кристо», «Остров сокровищ», «39 ступеней», «Авраам Линкольн», «Война миров» и др.
    • Персонаж Джозефа Коттена (Лиланд) основан на газетном критике Эштоне Стивенсе.
    • Уильям Рэндольф Хёрст был настолько взбешён фильмом, что назвал Орсона Уэллса коммунистом, для того чтобы помешать выходу картины на экраны.
    • В начальной сцене фильма (после выпуска новостей) на заднем плане, среди репортеров, можно заметить Джозефа Коттена.
    • При съёмках фильма Грегг Толанд очень часто использовал линзы с просветляющим покрытием, что было в новинку для киноиндустрии того времени.
    • Кусочек оперы, на котором тренируется Сьюзан, — «Una voce poco fa» из «Il barbiere di Siviglia» Джоаккино Россини.
    • Согласно популярным слухам, Тед Тернер собирался переделать картину из черно-белой в цветную, но из-за крайне негативной реакции зрителей он отказался от своей идеи. Полемика вокруг изменения первоначального вида картины была одним из факторов, приведших к принятию новых правил при выходе фильма на видео или показе на телевидении: если фильм был изменен по сравнению с версией, шедшей в кинотеатрах, в начале обязательно должен появляться титр гласящий, что картина была изменена по сравнению с оригинальной версией.
    • Толпа, смотрящая на Кейна, когда он говорит свою речь, — это на самом деле статичная фотография. Для того чтобы придать иллюзию движения, с помощью булавок были проколоты сотни дырочек, за которыми техники всё время передвигали освещение.
    • Уже после выхода фильма, Орсон Уэллс извинился за то, как была изображена Мэрион Дейвис в роли Сьюзан Александр, сказав, Мэрион — замечательная женщина.
    • По версии Entertainment Weekly фильм занял 2 место в списке «Величайших фильмов всех времен».
    • В сценарии фильма присутствовала сюжетная линия, согласно которой Сьюзан Александр изменяла своему мужу, и Кейн узнавал об измене. Для данных сцен были готовы раскадровки, однако они так и не были сняты.
    • Имя мистера Бернштейна ни разу не произносится по ходу действия фильма.
    • Во время съёмок фильма Орсон Уэллс получил предупреждение от Уильяма Рэндольфа Хёрста, согласно которому последний намеревался дискредитировать режиссера с помощью фотографий, на которых Орсон будет запечатлен в компании обнаженной женщины в комнате отеля. В тот день Уэллс не стал возвращаться в отель, для того чтобы избежать возможной нелицеприятной фотосессии. Однако так и неизвестно точно, была ли данная угроза правдой или вымыслом.
    • Съёмки фильма начались в конце июня 1940 года и закончились 23 октября того же года. Изначально фильм должен был выйти в прокат в феврале 1941, но из-за череды скандалов, окружавших картину, премьера была отложена до 1 мая 1941 года.
    • Персонаж «мистер Бернштейн» получил своё имя в честь опекуна Орсона Уэллса доктора Мориса Бернштейна.
    • По версии журнала Total Film фильм занял 6 место в списке «100 величайших фильмов всех времен».
    • Глава студии RKO Джордж Шефер предложил изменить название фильма с «Американца» на «Гражданина Кейна».
    • Одно из возможных названий, которые рассматривал Орсон Уэллс для своей картины, — «Джон Кью».
    • Продолжительная сцена, в которой Лиланд даёт интервью в доме престарелых, была первой сценой Джозефа Коттена, снятой для голливудского фильма. Так как Орсон Уэллс сломал лодыжку, пришлось внести изменения в съёмочный график. Изначально сцена с пожилым Лиландом должна была быть снята одной из последних. Чтобы хоть как-то помочь актеру, весь его монолог был записан на специальные карточки, которые должен был читать Джозеф. Однако из-за огромного количества грима и контактных линз он практически ничего не видел. Поэтому Коттену пришлось выучить все свои реплики всего за несколько часов.
    • Для того чтобы отделаться от студийных боссов хотя бы в первые дни съёмок, Уэллс заявил, что съёмочная группа и актеры находятся на репетициях, когда на самом деле съёмки шли полным ходом. Уловка Орсона была раскрыта лишь только через несколько дней.
    • В начальной сцене фильма (после показа выпуска новостей) все персонажи, присутствующие в комнате, были сыграны актерами, исполнившими главные мужские роли в картине, включая Джозефа Коттена и Орсона Уэллса.
    • По словам Орсона Уэллса, обстоятельство того, что Дороти Коминьоре была беременна, когда начались съёмки, дало ему некоторые преимущества: например, в спорах со студией Орсон использовал данный аргумент, как подтверждение своих намерений закончить съёмки в срок. При просмотре фильма практически невозможно заметить, что Дороти беременна, т. к. она либо сидит за столом, либо одета в свободные длинные платья.
    • Для съёмок данного фильма Орсон Уэллс и оператор Грегг Толанд впервые использовали «глубокий фокус»: специальная манера съёмок, позволяющая снимать объекты на переднем, среднем и заднем планах с одновременным фокусом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой Кейн крушит комнату Сьюзан, была снята с первого дубля. После окончания съёмок руки Орсона Уэллса были в крови и синяках.
    • Во время сцен, в которых Кейн покупает свою первую газету и говорит, что он станет банкротом только через 60 лет, можно увидеть, как выглядел Орсон Уэллс в возрасте 25 лет. Во всех остальных сценах на актере присутствовал грим, делавший его старше.
    • еще 43 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Друзья Орсона Уэллса поинтересовались у него, как о последних словах Кейна мог узнать весь мир, если в момент смерти в его комнате не было посторонних. Уэллс долго не знал, что ответить, а потом сказал: «Больше никому об этом не говорите».
    • На пятой минуте показывают газеты разных стран с сообщением о смерти Чарльза Кейна на заголовках первых полос, в том числе — советскую газету «Беднота». Такая газета действительно существовала и предназначалась в первую очередь для малограмотного слоя населения СССР — бедного крестьянства и солдат, что обуславливало тематику и стиль изложения. Маловероятно, чтобы смерть американского издательского магната заняла бы первую полосу этой газеты. К тому же, «Беднота» издавалась в период с 27 марта 1918 года по 31 января 1931 года, а Чарльз Кейн умирает в начале 1941 года.
    Трейлер 03:52

    файл добавилParticular..Plan

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Этот фильм, уже не раз заслуженно называвшийся в различных опросах критиков и других кинематографистов в качестве лучшего кинопроизведения всех времён и народов, имеет высокую оценку 8,6 (из 10) по итогам голосования пользователей imdb, что свидетельствует о его признании современными зрителями. Картина, намного опередившая своё время (она выдвигалась по девяти номинациям на «Оскар», но удостоилась только утешительного приза за оригинальный во всех смыслах сценарий), до сих способна поразить собственным кинематографическим новаторством. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 238 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    К стыду для себя, впервые в жизни посмотрел «Гражданин Кейн» 1941 года Орсона Уэллса. Для меня Уэллс более известен как автор наделавшей много шума радиопостановки «Война Миров». Но оказалось — это гениальный режиссёр, снявший большое количество «столпов» Американского кино. Тяжело мне, маленькому человеку, писать рецензию на фильм, которым восхищались люди четырёх поколений.

    По мнению почти всех уважаемых изданий про кино, «Гражданин Кейн» является самым лучшим фильмом всех времён. Его очень сильно ценят такие люди, как Феллини, Скорсезе, Стоун, Джон Ву, Линч и даже молодой Нолан. А это не последние люди в киноиндустрии. Да, я соглашусь: история жизни медиамагната и миллионера с недюжими властными амбициями Чарли Кейна достаточно занимательна. Она трагична, эпична и разнообразна. Так же этот фильм несёт в себе немало исторических и социальных фактов того времени. Но, по моему скромному убеждению, этот фильм окончательно и бесповоротно устарел.

    Пример: в своё время, в 1870 году, первый бензиновый автомобиль Машина Маркуса поражал воображение обывателей. Его все хотели иметь, его копировали, ему поклонялись и боготворили. Но можно ли считать этот автомобиль лучше, чем последнее Ферарри? Скорее нет, чем да. Мир не стоит на месте. И хотя все истории повторяются, форма и проблематика меняется. Биографическая история про сильного духом человека, но с плохим характером и отвратительными наклонностями — это миллион раз обыгранный ход. Нефть, Авиатор, Великий Гэтсби, та да же «Волк с Уолл-Стрит» чёрт его побрал;) Сколько ещё можно восхищаться древностями? И допустим древний рубин, он и сейчас рубин. А в 21 веке «Гражданин Кейн» с его морализацией уже не актуален. У нас свои герои.

    Могу, конечно, сказать одно: для своего времени это был действительно грандиозный фильм. Ходы, использованные в ленте, определили дальнейшее развитие кинематографа на десятилетия: новые линзы, потертость пленки, отвлекающий год для цензуры, иллюзия движения, глубокий фокус и др. В этом да — ценность фильма есть. А в другом? Только для ценителей кинематографа как искусства и староверов. Молодежь фильм скорее всего не поймёт. Да что говорить, многие сегодня даже не вспомнят, что такое «Зелёный сойлент», не то, что «Кейн». Хотя в 70-х «Сойлент» наделал ооочень много шума. Так что, пересматривайте Волка, Нефть и Форреста Гампа. А тут нам уже больше нечего делать. Поезд ушёл;) Но фильму за культурное наследие и влияние на культуру ставлю

    8 из 10

    27 октября 2015 | 13:16

    Посмотрев этот фильм, который частенько называют лучшим фильмом в истории кинематографа, не могу сказать что увидел безоговорочный шедевр.

    Я видел мало фильмов 30-х годов, поэтому мне сложно разглядеть множество новых приемов которые использовали Орсон Уэллс и оператор Грегг Толанд, но могу сказать что режиссура замечательная. С одной стороны — читал восторженные отзывы в журналах, с другой — слышал что люди засыпали на 20 минуте просмотра.

    Мое мнение: «Гражданин Кейн отличается удивительной гармонией развития сюжета и „картинки“, этот фильм действительно интересно и приятно смотреть. Мне фильм понравился, поэтому беспристрастно:

    8 из 10

    4 октября 2008 | 13:35

    Я не историк кино — мне сложно оценить всю степень новаторства «Гражданина Кейна», вышедшего в свет в 1941 году, более того я в фильмах вообще слабо разбираюсь и не могу их оценивать с точки зрения каких-то золотых стандартов, принимаемых профессионалами во внимание при вынесении суждения. Однако мне кажется, что претендующий в глазах общественности на «кино всех времен и народов» фильм должен быть чем-то большим, чем картина, опередившая время на 20-30-цать лет. Этот аргумент, безусловно, был очень весом в прошлом веке, но в XXI веке это уже не работает.

    - Люди подумают…
    - Люди подумают то, что я им велю.


    Фабула «Гражданина Кейна» разворачивается довольно интересно — не прямо, с инверсиями и отступлениями. Вообще, этот поэтизированный байопик, основанный, как говорят, по большей части на жизненных фактах газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, держит в напряжении, заставляет сопереживать и интересоваться судьбой человека, который мог стать президентом США, который держал в своих руках общественное мнение, но так и остался мальчишкой, насильно разлученным в детстве со своей матерью.

    - Еще одна Венера. 25 тысяч долларов — большие деньги за бабу без головы.

    Красивые декорации, стильные костюмы, интересный грим, выверенная игра актеров — все это, безусловно стоит учитывать, но, например, детективная составляющая этого фильма неубедительна и даже в какой-то степени разочаровывает. Начиная тем, что предсмертных слов Кейна не мог никто слышать, и заканчивая тем, что зрителю интересна не «тайна розового бутона», а вообще сама по себе жизнь такого потрясающего человека, как Чарльз Фостер Кейн. Это отличный политизированный медиабайопик, но это не детектив.

    - Самый большой бриллиант в мире… Я не знал, что Чарли коллекционирует бриллианты.
    - Он их не коллекционирует. Он коллекционирует кое-кого, кто коллекционирует бриллианты.


    Повторюсь, я ничего не смыслю в тонкостях кино, не понимаю, какое влияние этот фильм оказал на мировое кино, однако я могу говорить за себя и за свои эмоции — «Гражданин Кейн» очень интересен, но он не цепляет, не переворачивает что-то внутри, не заставляет посмотреть на мир новыми глазами. Нет пресловутого — «Ах»!

    7 из 10

    23 января 2013 | 16:05

    Несмотря на то, что картина «Гражданин Кейн», поставленная 25-летним режиссером Орсоном Уэллсом принесла ему стабильную мировую славу и прочно заняла место одного из первых фильмов за все время, которые обязательны к просмотру, массовая слава к Уэллсу пришла еще в 38 году. Именно тогда, 30 октября его реалистичная радиопостановка «Войны миров» по мотивам почти однофамильца Герберта Уэллса ввергла в хаос добрую часть Америки, всерьез посчитавшую, что марсиане атаковали Землю. Где-где, а уж в Нью-Йорке и в Нью-Джерси обоих Уэллсов запомнят надолго. Но не в последнюю очередь эта анекдотичная слава позволила молодому человеку претворить в жизнь первый полнометражный фильм, а молодая энергия и безудержная жажда новаторства с использованием новых методов во всем позволила «Гражданину Кейну» обойти время на десятилетия.

    Если делить кинематограф на довоенный и послевоенный, то окажется, что «Гражданин Кейн» связал их, ибо был снят еще в то время, когда Америка и не думала вступать в войну, но истинное признание получил лишь в 50-ых, на что повлияло много факторов, включающих и неподготовленность зрителя к подобным новаторствам, и противодействие со стороны всяких там газетных магнатов, принимающих все на свой счет. Вообще, по влиянию на кино, в целом, «Гражданина Кейна» сравнивают с «Рождением Нации» Гриффита, первым полнометражным фильмом. Хоть с тех времен, когда кино еще только вставало на ноги, прошли десятилетия, как искусство оно было открыто для новых приемов и дебют Уэллса тому подтверждение. Уэллс устроил из фильма настоящую лабораторию для испытаний с глубинной мизансценой, где важна в первую очередь расстановка актеров на площадке, с изображением и звуком, даже с сюжетом и подачей времени. Так что, в учебниках по киноискусству фильм застолбил себе очень выгодное местечко.

    Уэллс с раннего детства был предрасположен к театральному и постановочному искусству, невероятно активен и решителен. Вероятно, он просто хотел попробовать все, выжать из кинокамеры максимум, хоть никогда до этого и не превозносил кинематограф, отдавая предпочтение театру и мечтая о Бродвее. Идея «Гражданина Кейна» появилась у Орсона Уэллса в союзе со сценаристом Германом Манкевичем, незадолго до этого прославившимся сценарием к «Волшебнику Страны Оз», где почти также, как и «Гражданине Кейне» потрясающе причудливо сочеталась сказка и социально-экономические проблемы современности. Сама мысль о том, чтобы поставить на экране жизнь газетного магната, живой прототип которого заправлял желтой прессой и огромными деньгами была смелой. Еще смелее выставить на суд субъективных мнений его жизнь, проанализировать и сделать выводы.

    В фильме есть очень горькая ирония, отразившаяся на художественном и финансовом успехе картины. Помните фразу Уэллса-Кейна о том, что он решает, что будут думать люди? Так и было. Но в реальности это решал Уильям Рэндольф Херст, крупнейший газетный магнат, с которого Уэллс списал куда больше, чем признавался в прессе. И как бы хорош не был фильм по тем временам, он был новаторским, а следовательно странным и общественное мнение играло большую роль. Между Орсоном Уэллсом и Херстом развязалась настоящая война с точкой преткновения в виде образа Чарльза Фостера Кейна. Взять к примеру даже Hearst Castle (Замок Херста), ведь если посмотреть на историю этого памятника, то даже слепому ясно, что с него и только с него делалось поместье Ксанаду, про которое сатирически сказано: «самый дорогостоящий памятник, построенный человеком в честь себя самого со времён пирамид». И Уэллса тут не в чем винить, ведь если подумать, то человек, заработавший состояние на желтой прессе, собирающий музейные экспонаты со всего мира — сам по себе ходячее противоречие.

    Сюжет ленты же строится вокруг смерти популярного газетного магната Чарльза Фостера Кейна, когда-то считавшего, что у него в руках весь мир, и даже президентское кресло — вопрос времени. Настоящая заслуга постановки состоит в подаче этого сюжета: газетный корреспондент объезжает всех близких покойного, чтобы узнать, что же означает таинственное слово «Rosebud», сказанное Кейном перед смертью. Действие идет в разных направлениях, с одной стороны линейная история корреспондента, с другой — история самого Кейна, но не реального, а такого, каким он представлялся в глазах опрошенных людей, что демонстрирует невозможность абсолютной достоверности в искусстве. Чарльз Кейн это не только собирательный образ из реальных прототипов, но и собирательный образ восприятия близких ему людей.

    Хотя ничего особенно плохого в этом образе нет, есть масса интересных черт характера, но через него Уэллс очень лирично, немного грустно, показал всю его пустоту, в которой ворох вещей и материальных ценностей, лишь внешне казавшихся искусством, погребли личность, затянули ее в некое метафорическое подобие тюрьмы, где единственной важной вещью, несшей хоть какой-то личный отпечаток стали эти старые санки, принятые за ненужный мусор. Ощущение вещественной перегруженности вне всяких похвал и концовка замечательна — она ярче, чем любой цветной фильм показывает человека, старавшегося придавать своей жизни значимость, затмив тем самым то немногое, что действительно имело для него значение, поэтому именно разгадка интриги имеет огромное значение, и не в том, как красиво ее прятали, а в том, какой подтекст несет в себе бутон розы, сокровенная тайна, в которую так старательно пытались проникнуть газетчики.

    Если искать еще прототипы, послужившие вдохновением, то для атмосферы, как мне кажется, была выбрана «Снежная Королева» Андерсена, написанная за век до выхода фильма. Отсылок именно к ней, несмотря на всю абсурдность затеи здесь масса, но Уэллс, как никто другой понимал, что постановочное искусство жанр тонкий, и просто поставить историю жизни магната будет недостаточно, и вопиющую серьезность бытия разбавил реалиями снежной сказки. Например, шар, с падения которого все начинается, и в котором закрыто холодное, но теплое сердцу детство с любимыми санями, семьей, и бутоном розы. А потом человек, как та сказочная колдунья, забирающий в чужой мир одиночества, обещающий власть, но дарящий лишь холодную душу. Вот только за Каем, то есть Кейном, никто не придет и он так и останется со Снежной Королевой, а после займет ее место. По-моему, сцена в поместье, где вторая жена Кейна, Сьюзен Александр, собирает паззл — великолепная аллюзия на кульминацию сказки, уступающая разве что слову «Rosebud». Здесь и развитие мысли Андерсена, и новый взгляд на ситуацию.

    Итог: показавший себя, как мастера художественной постановки, сопоставившего предыдущий опыт и тягу к новаторству, Уэллс создал потрясающий образец западного киноискусства, по праву считающегося одним из ярчайших представителей мирового кино.

    25 октября 2009 | 00:09

    «Гражданин Кейн» блестящее произведение искусства! Сам персонаж напоминает Говарда Хьюза: эксцентричный человек, мыслящий глобально, пытающийся двигать мир к лучшему.

    Фильм, произвёл много шума в своё время, и до сих пор считается бесценным вкладом в мире кино. Если бы не чёрно-белая плёнка, вполне можно решить, что фильм современный. Безупречная операторская работа, сценарий — многогранен и затрагивает все сферы жизни.

    Орсон Уэллс, несмотря на то, что в 40-ые играли немного нелепо и наигранно, держится настолько правдиво, что чувствуется, будто это его последняя роль.

    Фильм — эпопея, фильм опередивший время, кино, давшее толчок современному кинематографу.

    Приятного просмотра!

    10 из 10

    13 августа 2010 | 01:13

    Другими словами фильм этот назвать затруднительно, потому что даже оригинальное название — «Citizen Kane» — не вмещает в себе и половины того багажа, который предлагает нам Орсон Уэллс. Снять в 26 лет фильм, который сделает тебя «Чарльзом Кейном в кинематографе» может не каждый. Это, в какой-то степени, недосягаемый подвиг. Теперешние режиссеры могут позволить себе такое уже в престарелом возрасте, а порой и вовсе не стоят рядом с такими картинами. Нет смысла еще раз расхваливать и фильм, и человека, но все мои слова, наверное, потеряли бы смысл. А ее хочу поискать его, к тому же, подобное кино — не такое уж и частое явление, а потому вряд ли у меня будет еще один шанс.

    Раритетным в этом фильме можно назвать все и сразу, но только сама структура картины в целом является, чуть ли не эталоном для массового, фанатичного подражания. Нет, я ни в коем случае не призываю делать ремейк или сиквел, (да и кто позволит) но вот сам по себе пример брать нужно. Все-таки сама концепция ленты для нас уже не чужда и вряд ли бы снискала громадную славу. Наверное, сейчас бы такой фильм могли бы, и поругать, и даже отвергнуть, ибо нет в «Citizen Kane» ни пафоса, ни шаблонного сценария, ни морали, которая зачастую лежит слишком примечательно и не допускает вообще никаких размышлений на тот или иной счет. Вернее, все это есть, но каждый из этих компонентов, или почти каждый, в данном произведении кроется где-то под толстой коркой настоящего кинообаяния. Сюжет, при всей своей формальной линейности, то бишь, жизненного пути, который приведет к логичному окончанию, заводит нас в дебри весьма и весьма необычного повествования, знакомя с тем или иным героем ленты. В целом, это биографическая драма, итог которой — смерть в одиночестве. Она и поучительная, и, в общем-то, правильная, только вот немного нетипичная. Герой героем, только вот поступки его не всегда сказываются исключительно гладко на его карьере и жизни. Кейн готов пойти на жертвы, но они порой кажутся неоправданными и лишними, потому и фильм становится более драматичным.

    Сам же фильм можно поделить на три части. Бойкое начало ленты поистине вовлекает в происходящее, а его странные поступки притягивают своей необычностью. Легко и интересно начинается «Citizen Kane», порой даже позволяя ощутить дрожь на теле от очень даже трогательных ситуаций. В начале второго часа картины появляется некое желание ускорить сам процесс. Становится немного нудно, скучно. Сюжет протекает излишне размеренно, но все же подробно. Финальный аккорд — это как любопытный сюрприз. Вроде понятно, чем закончится, а вот узнать один нюанс все же тянет.

    Выступивший в роли человека-оркестра Орсон Уэллс справляется со своими ролями на отлично, давая понять, что талантливые люди талантливы во всем. Его сценарий кажется до боли знакомым; но нет, сравнивать «Кейна» я не еще не имею права, да и сравнивать-то, по хорошему, надо с самим «Кейном». Игра молодого Уэллса впечатляет не харизмой и не мощью, а простой такой достоверностью, которую отлично он и передал. Образ Кейна получился очень важным и действительно главным во всей ленте. Здесь куча вторых ролей, но на первом месте один человек — Орсон Уэллс.

    Поиски «Rosebud» успехом так и не увенчались, да и кому надо знать, что это такое. Газеты канут в небытие, а смерть великого человека забудут с новым общественным всплеском, типа выборов или убийства. Все знают, что человек живет только тогда, когда живет память о нем. Этот фильм и этот человек будут жить вечно, сам факт не вызывает сомнения, потому что актуальность ленты безгранична. И даже сейчас, через 70 лет после выхода самого фильма ты понимаешь, что история обычного вроде человек с огромным состоянием — это не сюжет биографической ленты, а что-то в разы большее, что-то капитально-важное, что-то особенное…

    «Жизнь человека трудно объяснить словами…»

    4 февраля 2011 | 21:27

    «Гражданин Кейн», сразу скажу, меня не впечатлил. Фильм, дважды признанный лучшей американской картиной всех времен, оказался тягучим, если не сказать занудным.

    Да, с технической точки зрения «Кейн» представляет интерес — все эти планы, углы, разное освещение, флэшбэки. Да и Орсон Уэллс достоин всяческих похвал за то, что в 26 лет срежиссировал фильм и сыграл главную роль. Причем, на мой взгляд, самая удачная часть этой самой роли — старческий возраст.

    Но уж очень фильм специфический — иные картины Бергмана или Феллини выглядят более «зрелищными».

    Вывод: мое внимание фильм приковал лишь на последние минут 15-20. Вот это было великолепно. А в целом… Так себе.

    28 июля 2010 | 17:15

    В двадцать пять лет Орсон Уэллс снял то, что впоследствии будут часто — чаще, чем любой другой фильм — называть лучшим произведением мирового кинематографа. Речь идёт, конечно, о «Гражданине Кейне», посмотреть который должен каждый, кто хотя бы мало-мальски интересуется кино (да-да, все эти слова до жути банальны, я в курсе).

    Фильм построен вокруг личности вымышленного медийного магната Чарльза Фостера Кейна. Умирая, он произносит загадочное выражение «бутон розы», и падкие до сенсаций газетчики решают выяснить, что бы это могло значить. Они беседуют с ближайшими соратниками Кейна, его вдовой, читают дневники его опекуна. В итоге, они так и не находят разгадки, но в их попытках нам открывается сложная, противоречивая, таинственная личность Кейна на протяжении всего его жизненного пути.

    Это ставшая каноничной история человека, переходящего от наивного идеалиста, жаждущего переделать мир в лучшую сторону, к злобному тирану, ставящему свои личные прихоти выше всего, для которого близкие люди — не более чем собственность. Фильм не желает исследовать причины падения Кейна. Он просто говорит, что человек по своей сути загадочен, и мало ли что с ним может произойти. Он просто показывает нам странного, но великого Кейна, называя его пренебрежительно «гражданином», т. е. принципиально не отличающимся от рядового жителя.

    Не сказал бы, что идея фильма поразила меня своей глубиной, но вот её ретроспективная подача — нечто действительно выдающееся. Кино начинается с мини-фильма о Кейне, как его видит общество. Этот мини-фильм как бы делает черновые наброски тех загадок, над которыми предстоит размышлять в дальнейшем. Затем мы становимся свидетелями воспоминаний близких Кейну людей, которые идут не в хронологическом порядке, а наиболее эффектном, выгодном зрителю порядке, из расчёта, что всему своё время. Сначала приходит понимание одного, потом — понимание другого, и к концу ленты собирается весь пазл.

    Я смотрю на творение Уэллса примерно как гладиаторы на Колизей: понимаю, что фильм — колосс, что сотни его исследуют, и даже им не всё понятно, куда уж мне. Но всё же, я удовлетворён. «Гражданин Кейн» для меня теперь не загадочный и пресловутый «лучший фильм всех времён», а нечто пройденное, определённое. Теперь я знаю, откуда растут конечности у байопиков вроде «Нефти» или «Великого Гэтсби».

    Оценка, по сути, здесь вообще не важна. По причине своей старообразности фильм не станет одним из моих любимых. Однако от него веет такой, хм, породистостью, таким авторитетом, что я падаю ниц, преклоняюсь.

    8 из 10

    14 августа 2013 | 21:22

    «Гражданин Кейн» — это тот непростой случай, когда гениальность фильма может быть недооценена в наше время просто из-за другого отношения к кино, ведь теперь в ХХI веке, мы относимся к кинематографу, как к развлечению. Смотрела фильм дважды — один раз будучи типичным зрителем нашего времени, и тогда фильм мне показался скучным; я не могла понять, что же такого в нём находили и почему он возглавляет огромное количество списков и рейтингов. Во второй раз я уже была не просто зрителем, ждущим от фильма развлечения, а человеком, который любит и ценит кино, видит в нём не только развлечение, но и искусство. И в этот второй раз я увидела потрясающий фильм, который сразу же захватил меня и произвёл неизгладимое впечатление.

    Орсон Уэллс один из немногих гениев кино, кто может быть режиссёром, при этом находясь не за кадром, а перед камерой. И несмотря на эту сложную задачу, он всё равно держит под контролем всё: и актёров и съёмочную группу, добиваясь от всех, в том числе и от себя, максимального результата. Другими словами, все актёры со своими ролями справились прекрасно, оператор фильма был невероятен — отличные ракурсы, прекрасно выстроенные кадры

    Сюжет фильма, написанный ещё совсем молодым Орсоном Уэллсом, не зря был удостоен Оскара. Выбрав в качестве прототипа главного героя реально существовавшего человека, ещё живого во время выхода фильма, Уэллс сильно рисковал: Уильям Хёрст всячески противился выходу картины, в числе прочего он использовал своё влияние в мире «жёлтой прессы» и это способствовало тому, что мало кто пошёл в кино посмотреть «Гражданина Кейна». В своём фильме Уэллс создал образ Кейна не очень-то похожим на его прототип, но зато он создал тип, близкий к лермотовскому Печорину и показал его судьбу похожим образом: события жизни Кейна предстают глазам зрителя не в хронологическом порядке, а в той последовательности, в какой их пересказывают очевидцы — люди, в прошлом близкие Кейну. В этой психологической драме Орсон Уэллс проводит анализ человеческой жизни и даже человеческой души, без прикрас показывая метаморфозы, происходящие с главным героем, добираясь до причин этих изменений и демонстрируя последствия. Перед нашими глазами пробегает вся жизнь Чарльза Кейна, от маленького мальчишки, играющего в снегу, до одинокого старика, произносящего свои последние слова, в которых заключается гораздо больше правды, чем в его газетах.

    Также фильм интересен формой повествования: вначале мы видим окончание жизненного пути, потом краткий обзор жизни Кейна (на мой взгляд, очень интересный ход), а потом — журналистское расследование, которое и проливает свет на истинную сущность миллиардера. Мы видим его с точек зрения разных людей, при помощи устного повествования и флэшбеков. Таким образом, в фильме присутствует сразу несколько рассказчиков, что уже достаточно необычно.

    В «Гражданине Кейне» применено много интересных и даже революционных технических приёмов. Самый инновационный из них — применение глубокого фокуса. Также интересен способ съёмки с низкого угла. С такого ракурса даже обыкновенные интерьеры выглядели необычно (например, сцена ссоры Кейна и Геттиса на лестнице).

    Интересная работа была проведена и со звуком. В некоторых сценах было совмещено несколько звуковых дорожек, что создавало эффект реального, объёмного звука. Несмотря на уже существовавшие тогда звуковые библиотеки, Уэллс сам создал все звуковые эффекты для фильма.

    Помимо прочего следует отдать должное гримёру — Уэллсу было всего лишь 25 лет на момент съёмок, а ему приходилось играть Кейна в разном возрасте — от 20 с небольшим до 70. И он, и все остальные загримированные актёры выглядели очень правдоподобно. Это удивительно, что уже тогда существовали такие талантливые гримёры.

    Музыка к фильму передаёт изменения в характере Кейна, подчёркивает драматичность происходящего, но при этом она не навязчива и не звучит на протяжении всего фильма (как часто бывало в голливудских лентах того времени), а появляется только в определённые моменты.

    Фильм поднимает огромное количество важных вопросов: тут и политика, и любовь, и брак, и преданность принципам, и выбор жизненного пути, и горечь, вызванная жизнью в «золотой клетке», и, конечно же, тайна человеческой души… Это ещё не всё. В этом фильме слишком много всего, чтобы описать это в одной маленькой рецензии. Его нужно смотреть — и всеми силами пытаться понять.

    Этот фильм — шедевр кинематографа, так как в нём применено много технических новшеств, повлиявших на развитие кино во всём мире; этот фильм — сложная психологическая драма; этот фильм оставляет гораздо больше вопросов, чем даёт ответов. Именно таким и должно быть настоящее кино, кино как искусство.

    «Гражданин Кейн» понравится не всем. Если вы любите только развлекательное кино — вам этот фильм точно не понравится. Он снимался с другой целью.

    10 из 10

    2 февраля 2016 | 16:24

    «Проход воспрещён» — гласит табличка на ограждении. Под зловещую музыку из дымки материализуется величественный в своей инфернальности дворец, словно перенесшийся в солнечную Флориду из мрачной Трансильвании. Это Ксанаду — обитель большого, даже огромного человека, который, впрочем несоизмеримо меньше отбрасываемой им тени. Имя этому человеку Чарльз Фостер Кейн — он медиамагнат, неудавшийся политик, покровитель искусства и просто выдающаяся личность, чья жизнь уже вплотную приблизилась к закату. Вот уже с его уст срывается последнее слово — таинственное «Роузбад», положившее начало громкому журналистскому расследованию. Кем же был этот таинственный старик?

    Некролог Кейна, выполненный в манере бодрого телерепортажа — эдакого десятиминутного фильма в фильме — резко контрастирует со зловещим прологом как в плане ритма и музыки, так и композиционно. Ретроспектива жизни Кейна — своеобразный калейдоскоп жизни неоднозначного и явно небезынтересного человека — только запутывает зрителя. Слишком уж разнятся частички пазла, являясь порой настоящими взаимоисключающими параграфами, лишь порождающими дополнительные вопросы. «Кто вы, мистер Кейн? Коммунист или фашист? Идеалист и заступник бедных, или прожжённый циник и бессовестный капиталист? Правдоруб или сплетник? А может вы просто игрок, которому важен не результат, но сам процесс игры?» Может вышеупомянутое журналистское расследование сможет развеять туман над личностью Кейна? Для этого нужно лишь сопоставить воспоминания пятерых людей, которые знали Кейна (или думали что знали) и вычленить из них зерно.

    Пять разных людей. Пять разных взглядов и точек зрения, порождающих, как следствие, пятерых разных Кейнов. Вот он честный журналист, обличающий в своих газетах коррупцию и несправедливость. Вот разносчик сплетен, гоняющийся за дешёвыми сенсациями и считающий, что: «Если есть большой заголовок, то и новость обретает значимость». Вот он любящий и внимательный муж, а вот уже фанатичный собственник, относящийся к жене как к дорогой и красивой вещи. К слову, к концу жизни в его особняке собралось нескончаемое множество дорогих и красивых вещей, словно служащих заменой людей, так и не смогших понять и принять сложный характер Чарльза. Так может верно утверждение о том, что от жизни ему нужна была лишь любовь?

    Хоть частично персонаж Кейна и основан на жизни американского газетного магната Уильяма Рэндольфа Хёрста, есть в этом образе также много автобиографичного. И Кейн и Уэллс являются своего рода мистификаторами и мифотворцами. Главная докейновская мистификация Уэллса это, конечно же, скандальная радиопостановка «Войны миров» его однофамильца, вызвавшая в Штатах небывалую панику. Величайшая же мистификация Кейна — его собственная жизнь. Посредством газетных статей, публичных выступлений, разнообразных скандалов и часто меняющихся взглядов и интересов, он создал миф о самом себе, затмивший и, в то же время, возвысивший его собственную личность. И вправду, образ вещи либо субъекта нередко становится несоизмеримо больше этих самых вещи и субъекта, а тиражируемая копия полностью затмевает собой оригинал. Архитектоника кадра и построение мизансцен, к слову, лишь усиливает миифологичность Кейна, ведь камера Грегга Толанда то и дело снимает Орсона Уэллса с нижней точки, тем самым визуально увеличивая и без того немаленького (к тому же ещё и громогласного) актёра и возводя его персонажа в ранг монументальности. Кейн здесь человек-гора, внешностью, живым умом и чувством юмора напоминающий Унстона Черчилля. Неоднозначность обеих личностей лишь усиливает схожесть.

    По сути в «Гражданине Кейне» сосредоточено многое из того, о чём позднее в своих трудах писал выдающийся канадский философ Маршалл Маклюэн. Среди прочего он писал о том, что интериоризация технологии фонетического алфавита переводит человека из магического звукового мира в нейтральный визуальный. Это в свою очередь способствует обособленности и социальной изолированности индивида. Таким образом по его мнению закономерным следствием распространения письменности, заметно усилившемся с наступлением эры книгопечатания, может стать шизофрения. Отсюда и такая дискретность в восприятии Кейна окружающими, ведь они, по сути — прошедшие многовековое становление «люди печатной книги», видящие мир и других людей фрагментарно, а не целостно. А крайней степенью расщепления сознания на фрагменты как раз и является пресловутая шизофрения.

    В свете вышесказанного Чарльз Фостер Кейн воспринимается как некий собирательный образ, а не как цельная личность. Так где же настоящий Кейн? Как стал теми, с кем всю жизнь боролся? Как он превратился из молодого и энергичного борца за правду в бессовестного циника с диктаторскими замашками, говорящего: «Вас беспокоит, что подумают люди? Я решаю, что подумают люди!»

    Так может стоит вернуться в самое начало — к эпизодам детства Чарльза. Ведь, согласно психоанализу, фундаментальная база личности человека формируется в возрасте до семи лет. Дальнейшее формирование происходит уже в соответствии с имеющейся базой. Поэтому первые годы жизни так важны для становления человека. Поэтому многие писатели, режиссёры, музыканты и художники во многом отталкиваются в своём творчестве от детских воспоминаний. Детсво Чарли Кейна было счастливым. Он жил в любящей семье под крышей скромного, но уютного дома. Именно в детских эпизодах жизни Чарли ярче всего проявляется важность происходящего на дальнем плане. Созданный посредством глубокого фокуса приём, когда движение объектов расположенных на заднем плане не менее важно, чем движение объектов, находящихся вблизи, прекрасно работает на протяжении всего фильма, создавая ощущение театральности и, в то же время, естественной непринуждённости. Здесь же эта непринуждённость выражается посредством вида из приоткрытого окна, когда катающийся на санках и весело резвящийся мальчик то входит в кадр, то выходит из него. И в какой-то момент приходит осознание. И вместо опостылевшего: «Кто вы, мистер Кейн?» хочется просто сказать: «Здравствуй, малыш Чарли!»

    21 апреля 2015 | 20:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 324 руб.
    подробнее

    Новости


    Зак Эфрон, Джош Хатчерсон, Кейт Аптон, Эри Грейнор и Джеки Уивер присоединились к новому режиссерскому проекту Джеймса Франко The Disaster Artist. Фильм расскажет о съемках печально известной картины Томми Вайсо «Комната», большинство мнений о которой делятся на два типа — «один из худших фильмов в истории кино» и «настолько плохо, что даже хорошо». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Во время приезда в Москву режиссеры «Облачного атласа» Вачовски и Тыквер много и охотно общались — что с прессой, что со студентами киновузов. КиноПоиск собрал с мероприятий в Москве самые интересные и наиболее важные цитаты режиссеров о значении их фильма для России, проповедях XIX века и псевдоинтеллектуализме. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу «Одноклассников 2», очередного кассового хита Адама Сэндлера (и по совместительству первого сиквела в карьере артиста), КиноПоиск решил вспомнить, с чего когда-то начинался путь этого востребованного американского комика и какие его ленты пользовались в мировом прокате наибольшим успехом. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    3D-ремейк «Гражданина Кейна» с Киану Ривзом, кулинарное шоу с Ганнибалом Лектером, автобиографический хоррор Квентина Тарантино и сожженный манускрипт продолжения «Игры престолов». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 543 964102 969
    Деньги686 544 097 руб.10 608 672
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    105.Меня зовут КханMy Name Is Khan8.242
    106.Могила светлячковHotaru no haka8.240
    107.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.239
    108.Невидимая сторонаThe Blind Side8.234
    109.Новые временаModern Times8.234
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Проект ХXProject XX90.47%
    47.До встречи с тобойMe Before You90.45%
    48.Чудо-женщинаWonder Woman90.33%
    49.В поисках ДориFinding Dory90.23%
    50.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast90.01%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Джейн ЭйрJane Eyre267
    Вспомнить всёTotal Recall65
    Зигзаг удачи14
    Новые хроники Йоды: Борьба за голокроныThe New Yoda Chronicles: Race for the Holocrons1
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse70
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Angry Birds в киноAngry Birds6.553
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.628
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.785
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.134
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры