всё о любом фильме:

Касабланка

Casablanca
год
страна
слоган«They had a date with fate in Casablanca!»
режиссерМайкл Кёртиц
сценарийДжулиус Дж. Эпштейн, Филип Дж. Эпштейн, Ховард Кох, ...
продюсерХэл Б. Уоллис, Джек Л. Уорнер
операторАртур Идисон
композиторМакс Штайнер
художникКарл Жуль Уейл, Орри-Келли, Джордж Джеймс Хопкинс
монтажОуэн Маркс
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время103 мин. / 01:43
Номинации (5):
Оставивший родину американец Рик Блэйн, владелец игорного клуба в Касабланке, случайно встречается с покинувшей его несколько лет назад возлюбленной, Ильзой, которая приехала в город вместе со своим нынешним мужем, борцом антифашистского сопротивления Виктором Лазло.

По их следу идут немцы, и Ильза пытается упросить Рика отдать принадлежащие ему важные документы, которые позволят Виктору бежать из Касабланки, чтобы продолжить свою борьбу.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
70 + 2 = 72
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Ни Богарт, ни Бергман не были первым выбором режиссера. Поначалу на главную роль планировался находившийся тогда в зените голливудской славы актер Рональд Рейган — будущий президент США. А ведущий женский образ должна была сыграть актриса Мишель Морган, потребовавшая гонорар в $55 тыс. Продюсер отказался платить эти деньги, когда выяснилось, что Ингрид Бергман согласна на сумму, вполовину меньше.
    • Третий автор сценария, Ховард Кох, был автором нашумевшей радиопостановки «Война миров», вызвавшей панику среди миллионов американцев (они поверили в то, что на Землю напали марсиане).
    • В 1940 году драматург Мюррэй Барнетт вместе с Джоан Элисон сочинил пьесу «Все приходят к Рику», которая и легла в основу фильма. В театре эта пьеса так и не была поставлена.
    • В сценарный отдел студии Warner Bros. пьеса попала 8 декабря 1941 года, а 31 декабря продюсер будущего фильма Хэл Б. Уоллис дал ей другое название – «Касабланка».
    • Сценаристы фильма Джулиус и Филип Эпштейны – братья-близнецы, не работавшие вместе до 1938 года.
    • Братья Эпштейн закончили работу над сценарием за три дня до начала съемок, к которым приступил режиссер Майкл Кёртиц 25 мая 1942 года. Ховард Кох завершил свой вариант сценария через две недели после начала съемок.
    • Во время работы над сценарием Эпштейны и Кох находились в разных местах.
    • Финал фильма не могли придумать до самого конца съемок.
    • В 80-х годах сценарий картины, смеха ради, разослали по разным голливудским студиям и кинокомпаниям под его первым названием. Многие не узнали в нем «Касабланку» и посчитали, что этот сценарий недостаточно хорош, чтобы по нему можно было снять приличное кино.
    • Большинство актеров, сыгравших роли нацистов, по национальности евреи.
    • Сценарий закончили писать всего за три дня до начала съемок, а финал картины не могли придумать до последнего съемочного дня. А когда Ингрид Бергман спросила, в кого же влюблена ее героиня, режиссер Майкл Кёртиц предложил ей играть так, как будто она колеблется в чувствах между двумя мужчинами.
    • В кинофильме «Чёрная кошка, белый кот» (реж. Эмир Кустурица, 1998) герой фильма Грга неоднократно просматривает финальные кадры «Касабланки» с фразой, которую он повторяет и цитирует: «Я думаю, это послужит началом большой дружбы».
    • Вложенная в уста капитана Рено ироническая формулировка «обычные подозреваемые» была вынесена в название культового фильма 1990-х.
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 232 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Касабланка» — легендарный фильм о том, как два человека друг друга любят, но не могут быть вместе.

    Картина Майкла Кертиса, конечно, не лишена некоторой доли условности, если не сказать, сказочности (в частности, ситуация, в которой фашистский офицер, вместо того, чтобы сразу расправиться с лидером Сопротивления Виктором Ласло, любезничает с ним и спрашивает разрешения на рандеву с Виктором у французского жандарма, потому что Касабланка — это французская территория). Честно говоря, те события меня не очень интересуют, и я не могу утверждать, что таких благородных порядков не было. Но с другой стороны, пока на земле господствовал фашизм, много ли кто вспоминал о благородстве?

    Ну да ладно. В первую очередь эта картина интересна как искусство, а не в качестве исторического источника. И ее художественная ценность уже многие десятилетия не подвергается сомнению.

    Что же в фильме такого, что по версии Американского института кино, он входит в тройку лучших картин 20 века?

    Во-первых, блестящий актерский состав — и речь не только об исполнителях главных ролей Ингрид Бергман и Хэмфри Богарте.

    Во-вторых, ни единого кастингового промаха — каждый здесь на своем месте, включая Питера Лорре, сыгравшего незадачливого приятеля ресторатора Рика.

    В-третьих, отличный сценарий. Практически каждая фраза героев отточена и продумана, при этом не припомню в «Касабланке» ни одного скучного диалога. Более того, порой куртуазность героев заставляет подумать, что кино не про 20-й, а 19-й или 18-й век.

    В-четвертых, простая и в то же время очень интригующая фабула. До последних минут остается в тайне, как же решит Рик Блейн свой внутренний нравственный конфликт.

    5 сентября 2010 | 23:26

    Сюжет: Рик Блейн — владелец игорного клуба в Касабланке встречает случайно свою давно покинутую девушку Ильза, которая теперь замужем за борцом с фашистами Виктором Лазло. У Рика имеются важные документы, которые дадут право Виктору бежать из Касабланки.

    Этот фильм, к сожалению, я посмотрел лишь год назад. Фильм берет с самых первых минут своей атмосферностью происходящего и интересным сюжетом. Жанр фильма можно определить как военная мелодрама. И эта мелодрама очень хорошая. Хамфри Богарт и Ингрид Бергман настолько хорошо играю, что их чувствам, их поступкам веришь, хотя концовку я думаю, будут обсуждать еще не раз. Хамфи Богарт сыграл не много эгоистичного, но все же чувственного героя, которому сопереживаешь, а в конце даже понимаешь. Ингрид Бергман же прекрасно передает чувства Ильзы, но многие ее поступки противоречивы. Сама местность Касабланки и клуб Рика прекрасно подходят для событий этого фильма и в них чувствуется как острота веселья, так и атмосфера того что все таки идет война. Из музыки мне запомнилась только «As times goes by». В фильме протекает мысль того, что Рик своим желанием бездействовать олицетворял саму американскую нацию во время войны.

    Вердикт: великое кино про любовь.

    9,5 из 10

    30 декабря 2012 | 00:49

    Она полюбила его, думая, что муж — герой сопротивления — мертв. Когда он позвал ее с собой, она не пришла на вокзал. Оказалось, что героический муж жив и нуждается в ней как в соратнице. Неудачливый любовник получил записку (ничего не объясняющую), прочитал ее как смертный приговор и стал навсегда несчастным человеком… Что дальше? Казалось бы, банальный треугольник замкнулся. И его острые углы, как им положено, поранили. Но не убили: парень на перроне под дождем с глупым выражением лица, потому что его внутренности извлекли наружу.

    Но «Касабланка» извлекает из этой «глупой» ситуации и подвиг, и прощение, и величие, и новую любовь, и спасение мира… (не будем бояться пафоса).

    Как же трудно, наверное, было снимать фильм о любви в 1942 году. Приходилось постоянно сбиваться на размышления о том, как несчастен мир и как сделать его счастливей. И счастье влюбленных тут, конечно, не ответ. Т. е. не справедливый ответ. Есть такое емкое выражение «роскошь — антипод красоты». Неужели (по аналогии) счастье — антипод любви? Неужели несчастная или невоплотившаяся любовь — самая убедительная (по крайней мере, для искусства)?

    Наверное, Богарт был рожден для того, чтобы играть несчастье. В страдании, в одиночестве, в бедах и их мучительном преодолении он чист, как стекло. Но передача только этих состояний не сделала бы его великим актером. Величие способно поймать и закрепить неуловимое. В «Касабланке» он сыграл то, что трудно назвать одним словом, постараюсь двумя — магнит счастья.

    Что это такое? Пережитое когда-то концентрируется в сердце и глазах, становится как бы скрытым фундаментом личности. Не ржавеет, не разлагается под грузом больных воспоминаний (о странном «предательстве» женщины, которую уже никто и никогда так не полюбит). И трудно вырвать из сердца этот магнит. И трудно перестать слушать музыку прошлого, то, как уходит время (Сыграй эту песню, Сэм). И трудно оторваться от потерянной и вновь (так случайно) обретенной любви. Невозможно. И все же возможно. Как подвиг.

    Как мгновенное волевое решение расстаться навсегда, пожертвовать счастьем. Не ради нее, не ради себя, не ради ее мужа-героя — ради мира во всем мире. Банально? Ради справедливости и счастья всего человечества. Еще банальнее? «Соцреалистическая» находка — настоящий герой должен жертвовать личным ради общественного? Натянутая мотивировка?

    Не думаю. Разве подъем личного счастья, внезапно вернувшаяся любовь не может рождать желание преобразить все окружающее, изменить мир к лучшему? Рик показан Богартом в трех состояниях, которые вполне закономерно вытекают друг из друга (не многоликость, но многослойность). Сначала застегнутый, строгий, градусов 20 ниже нуля, недоверчиво-прищуренный, плохо скрывающий отчаяние и желчь, безразличие ко всему (магниту больше нечего и некого притягивать и он просто болит), после — глазами в глаза: «Моя любовь, мое счастье! Моя!», а потом — самость, «мое» уходят, и появляется потребность жертвовать и отдавать, причем не только ей. Всем (Трудности трех человек в этом безумном мире… Все это пустяки). Любовь растет и становится сильной и справедливой, способной менять окружающее безобразие. Может, это прозвучит нелепо, т. к. сказано о сцене разлуки: взлет любви и счастья Рика — это взлет самолета, уносящего ее навсегда.

    С позиций узкой самости, конечно, финал как безупречно счастливый (или безупречно правдивый) оценить нельзя. Но я смотрела на Богарта и видела именно счастливого человека. Преодолевшего и скуку, и уныние, и равнодушие, и желчь, и неприязнь, и страх потери, и сомнение, и падение (Меня не интересует никто, кроме самого себя…). Подвиг влюбленного вырастает в размерах до подвига человечности. 1942 год имел право на этот пафос. На эту идею. Как и на вполне серьезное заявление — жить (и любить) значит бороться… Не за свое счастье. Но прежде всего с собой.

    В пьесе Ибсена «Враг народа» один из героев утверждает

    …истины вовсе не такие живучие Мафусаилы, как люди воображают. Нормальная истина живет… скажем… ну, лет семнадцать восемнадцать, самое большее — двадцать, редко дольше. Но такие пожилые истины всегда ужасно худосочны.

    Фильму «Касабланка» 70. И главная его странность в том, что сегодня он не выглядит фальшивым, как ретро-сантимент, и худосочном, как источник устарелых истин. «Не картина, но правда». А нарисовали ее во многом Богарт и Бергман, выдержавшие идеальную дистанцию между политикой и чувствами, активизмом и романтизмом, сыгравшие любовь с чувством меры: без красивости, слащавости и сердцещипательности, трудную, утомительную, заблуждающуюся, болезненную, злую (Илза вполне серьезна, когда наводит на Рика пистолет), но красивую, живую, возрождающуюся на наших глазах из пепла и улетающую спасать мир.

    Что ж… он достоин быть спасенным, раз в нем есть такие фильмы.

    8 апреля 2013 | 08:43

    Этот фильм невозможно по настоящему оценить вне контекста времени и событий, сопутствовавших его созданию. Война. Фашизм овладел старушкой-Европой и пошёл дальше на Восток. Кто-то сдался на милость победителя, предпочтя колаборационизм сопротивлению, а кто-то решил биться до победного конца.

    Если бы не этот фон, встреча Рика Блэйна со своей бывшей подругой и её новым другом (который оказывается больше чем просто друг) вылилась в очередной конфликт «любовного треугольника». Но Виктор Лазло оказывается большой фигурой сопротивления, а подвернувшийся так удачно случай избавиться от соперника и отомстить обманувшей тебя женщине, превращается в жертвенный выбор в пользу своей неугасшей любви и на сторону сопротивления.

    В целом «Касабланка» — это картина о глубоких и неоднозначных человеческих отношениях, о сложной внутренней борьбе и психологической подоплёке выбора, который приходится делать не только Блэйну, но и многим другим героям этой ленты.

    Треугольник Богарт-Бергман-Хенрейд придаёт фильму высокий эмоциональный накал, создаёт обострённую чувственную амосферу. История любви, разлуки и новой встречи главных героев не может не найти отклика всердцах зрителей. И зритель, проникнувшись переживаниями персонажа Богарта, в полной мере отдаёт себе отчёт в тяжести и драматизме его положения. И его поступков.

    Основная сюженая линия дополняется связанными с ней историями персонажей второго плана: местных властей и жителей города, которым приходится выбирать между нейтралитетом и активной жизненной позицией. И выбор этот оказывается иногда очень неожиданным.

    Удачй является всё: и сценарий, и постановка, и все без исключения актёрские работы. Задумавшийся и погрузившийся под музыку (ещё одно достоинство картины) в воспоминания РикаБлэйн, в пору, когда ещё не было ясно что и как будет делать Америка в разразившейся Второй мировой войне, самым наглядным образом продемонстрировал существо и цену стоявшего перед ней выбора.

    30 ноября 2005 | 11:03

    Правильно сделанные околовоенные фильмы здорово поднимают дух патриотизма среди граждан. В 40-х, как известно, нашим предкам было не до фильмов. Но это у нас. США же не нужно было расчищать свою территорию от руин и восстанавливать промышленность. Великим и объединённым ничто не мешало штамповать фильмы прямо в разгар боёв в Европе.

    Вот в 1942-м многоуважаемая компания Warner Brothers и выкинула на чёрно-белые экраны фантастическую мелодраму под названием «Касабланка» с целью подбодрить американский народ и уверить в том, что как они там за океаном ни воюй, решающее слово будет за США.

    Придумать такой картонный сюжет — это надо постараться. Американец Рик (культовый Хумпхрей Богарт) держит кафешку в городке Касабланка, что во французском Марокко. Франция оккупирована фашистской Германией, но в Марокко фашистские законы, типа, не действуют. И вот в кафешке появляется Руководитель Европейского Сопротивления по фамилии Лазло, сбежавший из концлагеря (!) и люто мешающий фашистам всех зверски изничтожить. Да появляется не один, а с женой, с которой у героя Богарта была короткая и клишированная интрижка в Париже (с убийственными репликами прекрасной дамы вроде «Я больше не могу думать, поэтому думай за нас обоих!» и «это пушечные залпы или это бьётся моё сердце?»).

    Будь это обычной голливудской довоенной мелодрамой — одно дело. Но авторы, очевидно, решили придать сюжету злободневности и привязать его к военным событиям.

    Ну ей-богу, глубина персонажей как в комиксах. Рисованные зверушки из серии Looney Tunes тех же Уорнер Бразерс выглядят и действуют суровее, чем касабланковские гестаповцы, которые максимально вежливо обходятся со своим, по сюжету, главным соперником и всего-навсего отказываются выдать ему документы, позволяющие покинуть город. Реалистичность полная.

    В общем, Хамфри Богарт практически в одиночку выиграл Вторую мировую, ради чего пожертвовал своей Великой Любовью. Всплакнём, друзья. Великий ж фильм, чего уж тут…

    Касабланка — ни что иное как заурядная, но красиво снятая мелодрама, кощунственно завёрнутая в военную обёртку. И это — один из лучших фильмов 20-го века по данным разных опросов и списков? Грош цена таким спискам. Пусть американцы сами смотрят свою Козью Банку и цитируют строку «Here`s looking at you kid» хоть по пятьсот раз на дню.

    10 января 2010 | 12:42

    Когда время проходит…

    «Однажды совершив ошибку,
    Вдруг разошлись она и он. 
    Судьба дала ещё попытку — 
    Таков уж был её закон…»


    Драма Майкла Куртиса стала отражением отношения американцев к участию во Второй мировой войне. Персонажи Богарта, Бергман, Хенрейда, Рейнса и Вейдта, диалоги братьев Эпштейнов и Коха, музыка Стайнера стали культовыми.

    Чего стоит префект полиции капитан Луи Рено (Клод Рейнс) — эмоциональное олицетворение никогда не унывающей Франции. Эмоции — вот движущая сила в жизни человека. А главная эмоция — конечно же, любовь. В каких бы обстоятельствах ни пришлось жить, в душе таких людей как Рено всегда «Марсельеза», даже под звуки разбитого пианино.

    Для великого актёра Хамфри Богарта это была первая романтическая роль. Он великолепно показал внутренний конфликт человека, мучительный выбор правильного поступка.

    Путь людей, бежавших от нацистской Германии, проходил из Парижа до Марселя, по Средиземному морю до Касабланки. Далее — в Лиссабон — перевалочный пункт на пути в Новый Свет. Но большинство беженцев оставались ждать в самом большом торговом городе и крупнейшем порту Марокко, оккупированном вишистской Францией. Они ждали и ждали в Касабланке. В городе, где уже давно никто спокойно не спит. Беженцы в Касабланке — самый ходовой товар. Но человеческая жизнь здесь ничего не стоит.

    В кафе «У Рика» продаётся много выездных виз. Но сам Ричард Блейн (Хамфри Богарт) не продал не одной. Он против поборов. И не потому что не рискует собой из-за каждого, а потому, что под скорлупой циника скрывается сентиментальный человек.

    В кафе, где завсегдатае беженцы и нацисты, местная полиция и воры, Рик всегда нейтрален и далёк от политики. Но вот в декабре 1941 года «У Рика» появляются двое. Чешский лидер движения Сопротивления Виктор Ласло (Пол Хенрейд) и его жена Ильза Лунд (Ингрид Бергман). Более красивая женщина не приезжала в Касабланку.

    По стечению обстоятельств Виктор и Рик любят одну и ту же женщину. Ещё в довоенном Париже Рик и Ильза любили друг друга. Она бросила его. Но та, которая ушла в дождь, осталась той, которую он любил. И теперь Рик мучается. Он считал дни, сколько они были вместе. Сколько пивнушек разбросано по всему миру, а она выбрала его кафе. Ильза приносит Рику несчастья. Рик не в силах забыть. Одна женщина обидела, а мстит он всему миру. От любви до ненависти один шаг. Как в одну сторону, так и в другую. Он не может не любить. Без Ильзы этот мир для него сущий ад. Но Рик — настоящий мужчина, и он всё время на стороне потерпевших.

    Он не ушёл из её жизни. Ильза до сих пор любит Рика. Весь мир рушится, а они выбрали это время, чтобы влюбиться. Ильза устала бороться. Однажды она сбежала от Рика к мужу. Второй раз не сможет. Виктор Ласло верит жене, чтобы она ни сделала.

    Проблемы трёх маленьких людей несоизмеримы с масштабом страданий в целом мире. Борьба за великое дело заставляет Рика выбирать между любимой женщиной и сопротивлением нацистам.

    Так всегда. Один человек появляется, другой — исчезает. У каждого своя судьба. Добрая или злая. Любовь такая штука. Всем знакома эта мучительная страсть. Не мучьтесь понапрасну: всему своя пора. Иногда приходит время поцеловать так, как будто в последний раз…

    «…Была короткой эта встреча,
    И был коротким разговор.
    И два влюблённых в этот вечер
    С разлукой подписали договор».

    8 мая 2009 | 22:14

    Очень люблю классику кино, очень люблю фильмы о любви. Почитав немного о «Касабланке» понял, что это то кино, которое я всегда мечтал посмотреть. Очень обрадовался, побежал в магазин за диском. Ожидал увидеть гениальнейшее кино, ведь оно по сути своей было революционным и сделало большой шаг на пути к развитию фильмов о любви.

    Столько всего писали о сценарии в этом фильме, но спустя пол-века он кажется убогим и абсолютно… никаким. Всё-таки развитие кино пошло на пользу фильмам этого жанра. Хотел получить наслаждение от того, что приближен к классике и собственными глазами наблюдаю развитие киноиндустрии… не помогло. Если от других достойных фильмов этого времени не оторвать глаз, то тут я откровенно скучал и ждал, когда же кино закончится. И вообще, кино больше похоже на древний киноспектакль, ведь и сценарий изначально создавался под спектакль — зачем же кино то снимать.

    В общем, мне кино не понравилось абсолютно. Не понимаю, почему люди до сих пор о нём так лестно отзываются. Если бы мне предложили посмотреть его ещё раз, то не раздумываясь бы отказался. Если вам не жалко времени, то конечно смотрите (а вдруг понравится).

    А я ставлю

    3 из 10

    4 августа 2009 | 22:27

    Классика — не зря классика, фильм чудесный, хоть потрясающим или шедевральным его и не назовёшь.

    Во-первых. «Оскар» за сценарий ему дали не зря — просто великолепные реплики звучат едва ли не каждую минуту. Шутки удивительно легки и при их немалом количестве нет ощущения, что зрителя ими бомбардируют; прочувственные реплики, пожалуй, не новы по своему содержанию, но уж очень хороши по форме — как много аналогов для формулы «У нас всегда будет Париж» вы можете припомнить? Не так уж много, верно? Да, сюжет достаточно клишированный, в нём совсем нет ничего оригинального и не так уж много глубины. Но сюжетам не обязательно быть оригинальными, чтоб быть хорошими. Трагические конфликты вообще очень похожи, а «Касабланка» это, по сути, трагедия, хоть за спокойным тоном этого можно не заметить. Однако это история о неразрешимом конфликте, и герои находятся в плену у обстоятельств; хоть в финале они и не гибнут физически, счастливым его вряд ли можно назвать.

    Самый яркий и симпатичный персонаж фильма — это, конечно, капитан Рено, который странным образом не выглядит аморальным, скорее чётко держащимся своего места в мире и подчёркнуто не выходящим за его границы — он выполняет законы и инструкции в Касабланке, а как там меняются правительства в Европе не его дело. Фактически, это чуть более жизнерадостная версия Рика, каким мы видим его в начале. И Рик, конечно, тоже очень колоритный герой — во многом благодаря харизме и актёрскому Хамфри Богарта.

    Кроме того, нельзя игнорировать очарование эпохи. Атмосфера 30-х-начала 40-х — нечто особенное, это, пожалуй, самая чарующая атмосфера настоящего времени за всю историю. Музыка, плащи и фетровые шляпы (а равно и изящные женские шляпки), колониальная Африка — сплошной теневой мир… Чудесно.

    Короче говоря, «Касабланку» стоит увидеть — и даже не только чтоб понимать отсылки на неё везде и всюду.

    9 из 10

    21 апреля 2014 | 18:22

    Накануне выхода «Касабланки» на экраны в 1942 году у города Касабланка, в Марокко, высадились союзные войска и выбили фашистов с северо-запада Африки. Так что фильм оказался весьма актуальным.

    Касабланка для американцев — аналог «Иронии судьбы» в России. Им давно уже не важны ее достоинства или недостатки. Важно то чувство детского восхищения, которое вызывают главные герои, которые, несмотря на ужасы войны, разруху и лишения, так красивы и ослепительны. Они испытывают щемящее сочувствие к женщине, разрывающейся между любовью к другому мужчине и долгом перед мужем антифашистом. Они проникаются чувством уважения к мужчине, способному отказаться от любимой женщины ради продолжения дела борьбы с фашизмом.

    Марокко — колония Франции, оккупированной фашистами. Касабланка — город-порт, крайняя точка африканского континента, откуда летают самолеты в свободную Португалию, где нет войны.

    На экране мы видим картонные декорации, плохо нарисованные средиземноморские пейзажи, игрушечные модели самолетов на аэродроме. Все это признаки малобюджетного кино. Еще один его признак — сказочный сюжет киноленты, вращающийся вокруг похищения транзитных виз и переполоха, поднятого в связи с этим.

    В 1982 году некий журналист взял сценарий «Касабланки», переименовал, изменил имена персонажей и отправил в пару сотен голливудских агентств. Прочли его только в 85 из них. Лишь восемь узнали в нем легендарный фильм, трое согласились снимать, остальные сочли или коммерчески бесперспективным, или плагиатом неизвестно чего.

    Все так. Каждый образ героев, любой поворот сюжета -узнаваемый штамп и не более. Главный герой с разбитым сердцем, убежавший на край земли и там неожиданно встретивший утерянную возлюбленную, пытающуюся спасти своего мужа, возникающий любовный треугольник — что может быть банальнее и тогда, и в наше время. Но, оказалось, что если в одном фильме собрать не пару-тройку штампов, а сотни, они вызовут у зрителя не раздражение и разочарование, а ностальгию и нежность. В одной «Касабланке» заключена целая антология романтических фильмов, где зритель благодарно все предугадывает.

    Вот Рик, герой Хамфри Богарта, упорно сохраняет нейтралитет, не желая иметь ничего общего с войной, но зритель сразу замечает, что под маской циника скрывается идеалист и романтик с которым каждый американец отождествляет себя вплоть до нынешних времен. Он нравится всем: мужчинам и женщинам, либералам и консерваторам, богатым и бедным.

    Ингрид Бергман по сюжету фильма разрывается между двумя мужчинами из-за сценария, который к началу съемок был готов на половину и переписывался по ходу работы много раз. Актриса все время пыталась выяснить у режиссера кого же любит ее героиня? «Мы сами не знаем — играй что нибудь среднее», — отвечал Кёртиц. В результате и получился столь противоречивый образ, где разум не в ладу с сердцем, а любовь борется с чувством долга.

    Для всей съемочной группы это была проходная картина. Съемки шли кое-как, без всякой подготовки, с недописанным сценарием с неясным финалом. Фильм получился вопреки всякой кинематографической логике. Атмосфера недосказанности, зыбкости, неопределенности, возникшая из недостатков съемочного процесса, очень понравилась зрителям, которые находились в том же состоянии неизвестности, никто не знал чем и когда закончится война.

    «Касабланка» относится к редкой категории фильмов о войне, где нет батальных сцен. Но поединок «Марсельезы» и немецкого марша «Стража на Рейне» остается одним из самых сильных в мировом кинематографе.

    Первоначально собирались снять два варианта финала: тот, который есть в фильме и второй, где Ильза остается с Риком. Отказались от второго варианта. В 1987 году попытались перемонтировать финал по второму варианту. Фильм утратил все свое обаяние и превратился в обычную неправдоподобную мелодраму. В годы войны всем приходилось чем-то жертвовать, другого финала быть не могло.

    10 из 10

    18 апреля 2013 | 14:25

    Не в том смысле, что «такого быть не могло», на каждое из которых, как известно, всегда найдется «быть не могло, но было», а в том плане, что смотришь на людей, слушаешь их и… не веришь.

    Фальшиво, высокопарно, просто скучно, наконец. Такие страсти изображают, а ведут себя, как манекены. Ни мимики, ни жестов — ничего. Сплошной текст. Удивительно даже. Казалось бы, такие имена…

    Немудрено, что максимум внимания приковывает к себе исполнитель роли второго плана К. Рейнс. Элементарно! Его персонаж живёт!

    И. Бергман — женщина, безусловно, очень эффектная (при правильном, как выясняется, освещении). Это не обсуждается. Но, воистину, лучшие сцены с ее участием — немые сцены! Взгляд, слезы, губы. Не более. Начинает говорить — пиши пропало. Какая любовь, о чем Вы?! Где это все?! Сценарий и без того небесспорный (не успев похоронить одного, броситься в объятья другого — вне всяких сомнений, лучший способ завоевать зрительские симпатии), так еще и убедительность на уровне ниже некуда.

    Хотя нет, есть куда. На фоне откровенно квёлого героя движения сопротивления его «боевая подруга» — еще хоть куда. Марсельезу парень спел неплохо — этого не отнимешь, но в его проникновенное «Я должен выбраться отсюда, чтобы продолжить свою борьбу!» верится с трудом. Не чувствуется ни внутренней энергии, ни силы воли — ничего.

    Что касается Х. Богарта, то разочарованный в жизни циник у него получился, а вот с романтическим образом наблюдаются явные проблемы. В результате пресловутый «их Париж» представляется самым неудачным временным отрезком картины. Возможно, стоило ограничиться устными воспоминаниями?

    Или взять финал. Почему-то мне всегда казалось, что он должен быть «с сюрпризом». Ничего подобного. Классический голливудский рецепт: пригоршня пафоса и щепотка утопии. В общем, ничего интересного. И вообще первая половина картины запомнилась и понравилась мне на порядок больше.

    Прямо скажем, восхищаться в данном случае просто нечем. Фильм совершенно не оправдывает ожиданий, и слухи о его знаковости явно преувеличены.

    6 из 10

    17 августа 2012 | 17:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>