всё о любом фильме:

Побег из Шоушенка

The Shawshank Redemption
год
страна
слоган«Страх - это кандалы. Надежда - это свобода»
режиссерФрэнк Дарабонт
сценарийФрэнк Дарабонт, Стивен Кинг
продюсерНики Марвин, Лиз Глоцер, Дэвид В. Лестер
операторРоджер Дикинс
композиторТомас Ньюман
художникТеренс Марш, Питер Лэндсдаун Смит, Элизабет МакБрайд, ...
монтажРичард Фрэнсис-Брюс
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  6.66 млн,    Испания  1.25 млн,    Германия  427.2 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время142 мин. / 02:22
Номинации:
Успешный банкир Энди Дюфрейн обвинен в убийстве собственной жены и ее любовника. Оказавшись в тюрьме под названием Шоушенк, он сталкивается с жестокостью и беззаконием, царящими по обе стороны решетки. Каждый, кто попадает в эти стены, становится их рабом до конца жизни. Но Энди, вооруженный живым умом и доброй душой, отказывается мириться с приговором судьбы и начинает разрабатывать невероятно дерзкий план своего освобождения.
Рейтинг фильма
IMDb: 9.30 (1 434 926)
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
59 + 6 = 65
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» (Rita Hayworth and Shawshank Redemption), опубликованной в составе сборника «Четыре сезона» (Different Seasons, 1982).
    • Номер камеры Реда — 237. Эти же цифры фигурируют в обеих экранизациях романа Стивена Кинга «Сияние» (кинофильм 1980 года и мини-сериал 1997 года) — там это номер комнаты отеля, в которой обитает призрак женщины. Также эти цифры появляются в фильме «Останься со мной» (1986), снятом по рассказу Стивена Кинга «Тело», — там это сумма мелочи, собранной четырьмя юными героями ($2,37).
    • Роль Энди Дюфрейна также предлагали Кевину Костнеру, но актёр отказался от предложения, о чем впоследствии сильно жалел.
    • Съемки проходили в Мэнсфилдской исправительной колонии, что в штате Огайо. Тюрьма находилась в таком плачевном состоянии, что пришлось потратить немало бюджетных средств на приведение её в должный вид.
    • Стивен Кинг согласился продать права на свое произведение практически даром, т. к. с Фрэнком их связывает давняя крепкая дружба. Произошло это после того, как Фрэнк довольно успешно экранизировал рассказ Кинга «Женщина в палате». С тех пор они практически не виделись, но, тем не менее, вели активную переписку. Встреча произошла лишь после того, как Фрэнк проявил недюжий интерес к «Шоушенку».
    • Американское общество защиты животных выступило с критикой в адрес фильма, в котором единственным представителем фауны стал ворон старика Брукса. В картине есть сцена кормления птицы червяком, найденном во время обеда в тарелке главного героя фильма. Общество настояло на том, чтобы была использована уже мертвая личинка, погибшая своей естественной смертью. После того, как такая особь была найдена, сцену отсняли.
    • Роль Томми Уильямса изначально была написана под Брэда Питта.
    • Фильм посвящен бывшему агенту режиссера Фрэнка Дарабонта, в свое время оказавшему немалую помощь в восхождении Фрэнка по Голливудской лестнице.
    • Картина 1946 года с участием Риты Хэйворт, которую смотрели заключенные, носит название «Гильда».
    • Начальник тюрьмы Нортон насвистывает гимн «Eine feste Burg ist unser Gott», название которого переводится примерно так: «Могучая крепость и есть наш бог».
    • Фотографии молодого Моргана Фримана на документах на самом деле являются фотографиями его сына, Альфонсо Фримана. Кстати, Альфонсо можно заметить в одном из эпизодов картины.
    • Несмотря на то, что в кинотеатрах фильм не собрал больших денег, он стал одним из самых кассовых релизов на видео, а впоследствии и на DVD.
    • Фильм посвящён Аллену Грину (Allen Greene) — близкому другу режиссёра. Аллен Грин скончался от проблем, связанных со СПИДом, незадолго до выхода фильма в свет.
    • Бывший начальник Мэнсфилдской тюрьмы, где проходили натурные съёмки фильма, Дэннис Бэйкер — в роли пожилого заключённого, сидящего в тюремном автобусе позади Томми Уильямса.
    • Оригинальная повесть Стивена Кинга была, по словам самого писателя, кульминацией всех его впечатлений от различных тюремных фильмов, которые он смотрел в детстве.
    • Сценарий Фрэнка Дарабонта очень понравился другому режиссёру, успешно экранизировавшему произведения Стивена Кинга, — Робу Райнеру, постановщику ностальгической драмы «Останься со мной» (1986) и психологического триллера «Мизери» (1990). Райнер был так захвачен материалом, что предложил Дарабонту $2,5 млн за права на сценарий и постановку фильма. Дарабонт серьёзно обдумал предложение, но в конечном счёте решил, что для него этот проект — «шанс сделать что-то действительно великое», и поставил фильм сам.
    • Роб Райнер предполагал на роли Реда и Энди Дюфрейна соответственно Харрисона Форда и Тома Круза.
    • Роль Энди Дюфрейна изначально предложили Тому Хэнксу. Он очень заинтересовался, но не смог принять предложение, из-за того что уже был занят в проекте «Форрест Гамп» (1994). Впоследствии Том Хэнкс снялся в главной роли в тюремной драме Фрэнка Дарабонта «Зеленая миля» (1999), также поставленной по роману Стивена Кинга.
    • В оригинальной повести Стивена Кинга Ред — ирландец. Несмотря на то, что в экранизации роль Реда сыграл чернокожий Морган Фриман, было решено оставить в фильме реплику Реда «Может быть, потому что я — ирландец», — как удачную шутку.
    • Несмотря на то что почти все жители города Мэнсфилда изъявили желание принять участие в массовых сценах фильма, большинство жителей оказались слишком заняты своей работой и не смогли сниматься. Массовку пришлось набирать в местной богадельне, причём некоторые из её обитателей были бывшими зеками.
    • Когда мы видим на экране крупные планы рук Энди Дюфрейна, когда в начале фильма он заряжает револьвер, а также позже, когда Энди вырезает своё имя на стене своей камеры, — это на самом деле руки режиссёра Фрэнка Дарабонта, а не актёра Тима Роббинса. Эти крупные планы были отсняты в процессе постпроизводства фильма и вставлены в уже отснятый материал.
    • На стене в камере Энди Дюфрейна появляется портрет Альберта Эйнштейна. Это намёк на то, что исполнитель роли Энди Дюфрейна Тим Роббинс параллельно снимался в романтической комедии «Коэффициент интеллекта» (1994), где одним из главных героев был Альберт Эйнштейн (в исполнении Уолтера Мэттау).
    • Двое из заключённых Шоушенка носят имена Хейвуд и Флойд. Это отсылка к трилогии Артура Ч. Кларка «Космическая одиссея», связующим героем которой является доктор Хейвуд Флойд.
    • Мексиканское райское местечко Зихуатанехо действительно существует. Это туристский курортный город на тихоокеанском побережье мексиканского штата Герреро.
    • Тюремный номер Энди Дюфрейна — 37927.
    • В оригинальной повести Стивена Кинга главного героя зовут Энди Дюфресн.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Зритель без сомнения заметит некоторые совпадения с романом Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Кроме того, в контексте фильма упоминается и сама книга великого писателя. Так же как и в «Шоушенке», герой романа Дюма попадает в длительное заточение, и, совершив довольно смелый побег, обретает сокровище, которое он нашел в месте своего заточения.
    • При активном содействии Энди Дюфрейна заключенные получили возможность попить холодного пива под названием Stroh’s.
    • еще 25 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Чудесное превращение ожидает в этой вроде бы традиционной и даже первоначально шаблонной ленте о жестоких порядках, которые царят в тюрьмах. Неожиданно не только то, что двум героям-сокамерникам (молодому банкиру, несправедливо осуждённому на пожизненное заключение, и чернокожему преступнику Эллису Бойду по прозвищу Рыжий) удаётся вырваться из неволи. Сам фильм словно преображается, оказываясь по-человечески трогательной притчей о непреодолимом стремлении людей к свободе. И не может не напомнить известную картину «Мотылёк», в которой замечательно сыграли Стив МакКуин и Дастин Хофман. А в ленте дебютировавшего в большом кино 35-летнего сценариста Фрэнка Дэрабонта составили запоминающийся актёрский дуэт Тим Роббинс и Морган Фримен (второй из них был уже не в первый раз номинирован на «Оскар», а вот Роббинс вообще оказался несправедливо обойдён вниманием Американской киноакадемии). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8553 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Возможно, к произведению, едва разменявшему третий десяток лет, применять термин «классика» будет немного странно, однако с кино такие рамки действуют несколько по-другому. «Побег из Шоушенка» стал классикой кинематографа вопреки своей сравнительной молодости, что признают и критики, и обычные зрители — достаточно взглянуть на рейтинги «Кинопоиска» и IMDB, где данный фильм, снятый по повести Стивена Кинга, прочно осел на 1 месте в рейтинге самых любимых фильмов человечества.

    1994 год вообще подарил нам уйму замечательных фильмов. Взять хотя бы увековеченные в памяти «Криминальное чтиво» и «Форест Гамп». Последний, к слову, не оставил «Побегу из Шоушенка» шансов в погоне за «Оскаром» — из семи номинаций фильм Фрэнка Даробонта не взял ни одну. Впрочем, и не наградами вовсе измеряется достоинство того или иного фильма.

    О том, что Морган Фриман и Тим Роббинс сыграли здесь свои лучшие роли (или по крайней мере одни из них) говорилось уже множество раз, и вряд ли стоит повторять это. Фильм дал толчок в интереснейшей карьере Фримана, который на тот момент далеко перешагнул за 50 лет, превратив его в одного из любимейших и узнаваемых актеров современности. И также позволил раскрыть талант Тиму Роббинсу, вложившему в роль немало усилий. Жаль, в последнее время мы нечасто видим его в хороших фильмах.

    При просмотре может создаться ложное чувство о том, что это фильм о жизни в тюрьме, ее вынужденных постояльцах и жестоких надсмотрщиках. На самом деле, все несколько проще (или сложнее). Фильм этот даже не о свободе, а о надежде, питающей человека, попавшего в непростую ситуацию — по воле ошибок молодости, или по стечению обстоятельств, что от тебя не зависят. Свободу заслуживают немногие, надежда — то, что у человека отнять нельзя.

    При всем при этом, фильм лишен ненужной, но любимой так часто кинематографистами способностью «давить не слезу». Несмотря на видимые ужасы жизни вне воли, мы лишь удостоверяемся в том, что порой желание жить, несмотря на все преграды, находит свой путь к свободе — дай ему только возможность не опускать руки. Не все способны на этот подвиг над собой, некоторым просто не хватает храбрости, чтобы сделать выбор в игре: «Заставить себя жить или просто умереть».

    9 из 10

    26 апреля 2015 | 07:18

    Прошло уже лет 15 с тех пор, как я впервые посмотрел данный шедевр и вот только сейчас выкроил время, чтобы поделиться своими эмоциями от просмотра данной картины, а также касательно самой картины в целом. Я честно говоря сбился со счета от того, сколько же раз за свою жизнь я смотрел этот шедевр… да это и не важно на самом деле. Глубоко убежден, что это Кино (с большой буквы) должен посмотреть каждый, от мала до велика. Лично я его впервые посмотрел когда мне было лет 10, и думаю он наложил свой отпечаток у меня в подсознании, за что спасибо гениальному режиссеру Фрэнку Дарабонту и конечно же гениям своего дела Моргану Фримэну и Тиму Роббинсу…

    Что хотелось бы сказать про плюсы данной картины, да их очень много на самом деле. Взять к примеру мою любимую цитату: «Get buisy living or get busy dying» или как ее перевели: «Занимайся жизнью или занимайся смертью», я же все таки ее немного понимаю по своему, но в целом суть ее от этого не меняется. Не буду вдаваться в детали, просто скажу одно, данный фильм меня мотивирует на то, чтобы не унывать в любой жизненной ситуации, человек способен на многое, когда у него есть стимул и желание, нет ничего невозможного, вот очередная цитата, которая в полной мере соответствует смыслу данной картины…

    Про минусы… единственный минус этого фильма в том, что продолжительность его составляет 2 часа, а не 4, как того бы хотелось… так как смотреть его можно бесконечно!

    10 из 10

    25 апреля 2015 | 19:14

    После просмотра такого фильма жить не страшно — появляется вера и даже уверенность в том, что можно найти выход из любой жизненной ситуации, в том, что даже после самого низкого падения можно вновь воспарить в небесах благополучия.

    Вновь и вновь прокручивая в голове просмотренный фильм, даже как-то не хочется называть его просто словом «фильм» — хочется придумать ему как некому явлению какое-то другое, более высокопарное название, и становится стыдно от того, что у тебя нет такого воображения, даже чтобы просто придумать название.

    Больше мне нечего написать, да и не нужно.

    10 из 10

    31 мая 2010 | 22:58

    Не так уж просто писать о фильме такого вот уровня; о фильме, который во всех топ-листах по праву занимает самое первое место; фильме, который является моим ровесником, а значит, возможность оценить его, высказать свое мнение, была уже ни у одного поколения. Это фильм масштабный, наверное, на миллиард картин, выпущенных киностудиями за все время истории кино, приходится только одна вот такая, дающая любому зрителю пищу для размышлений еще на многие дни вперед.

    Хотя, если подумать, ее сюжет вряд ли можно назвать замысловатым (если сравнивать его со многими фильмами, находящимися под «Побегом…» в рейтингах).. Чем же тогда цепляет этот шедевр? Дело в том, что речь постоянно идет именно о том, что близко любому человеку. Да, не в таких масштабах, но страх и свобода, безысходность и надежда — они знакомы абсолютно всем. А как раз-таки преувеличение масштабов затрагиваемых проблем ведет к обретению мотивации после просмотра фильма, ведь, если Энди пробил несколько метров каменной стены, прополз километры по канализационной трубе, и, в течение двадцати лет пребывая в отвратительных условиях так и не сдался, то что может быть такого ужасного в жизни обычного, юридически свободного человека?

    Но в общем и целом, Энди Дюфрейн человеком обычным не был. На свободе он занимал ответственный пост в банке, всегда был честным и порядочным, любил свою жену, пока его не обвинили в жестокой расправе над ней и ее любовником. У него, конечно, был прямой умысел, была и возможность, а по статистике в большинстве таких случаев виноват муж, так что органы судебной власти просто пошли по пути наименьшего сопротивления, обвинив этого во всех отношениях порядочного человека в том чудовищном деянии. Но, будучи человеком талантливым, Дюфрейн нашел применение своим способностям даже в тюрьме, на протяжении всего своего двадцатилетнего пребывания он постоянно занимался такими вещами, которые шли на пользу как ему, так и остальным заключенным.

    И, что касается этих заключенных. Они, конечно, называют себя невиновными и все прочее, но мы-то понимаем, что, возможно, до своего попадания в Шоушенк, эти люди творили ужасные вещи. Тем ни менее, никакой неприязни к ним не испытываешь, напротив, это такие же люди, люди веселые и жизнерадостные, порой намного более принципиальные и открытые, чем большинство людей свободных. К ним привыкаешь, им сочувствуешь и веришь.

    Несомненным достоинством фильма является последовательное развитие нескольких сюжетных линий, которые, по сути своей, в любом случае, приводят нас к одной и той же теме надежды, но заставляют как бы смотреть на нее с разных углов. И это здорово. Например, безысходность Брикса, которого освободили из тюрьмы после пятидесятилетнего срока. Несравненно талантливый Морган Фриман вводит в связи с его ситуацией понятие «тюремного человека», наверное, в таком свете можно говорить не только о человеке, пребывающем в заключении, а вообще о привыкании людей к определенным условиям и их неспособности перестроиться в условия другие, пусть даже и лучшие. Так же следует упомянуть о сюжетной линии, связанной с Томми, молодым парнем, ставшим случайной жертвой борьбы с произволом в этой тюрьме.

    В контексте этого фильма, наверное, можно назвать синонимами слова тюрьма и безысходность, потому что в понимании обычного, свободного от такого рода ответственности человека, тюрьмой может быть все что угодно. Любая безвыходная ситуация в жизни каждого может стать его личной тюрьмой, и тут уже нужно решать для себя, что тебе ближе: пробить стену, как Энди или осознать свою вину, как Рэд.

    6 июля 2013 | 01:51

    Думаю, большая удача, что я посмотрела этот фильм уже в довольно сознательном возрасте. Лет в 17-18 он мог показаться мне скучным и затянутым.

    В центре сюжета Энди Дюфрейн, ошибочно обвиненный в двойном убийстве и получивший два пожизненных срока. Он прибывает в суровый Шоушенк, практически весь фильм мы видим его так называемую жизнь в стенах тюрьмы и в конце (как неожиданно!) побег.

    Вроде бы все легко и просто, однако главных героев здесь нет, как по мне. Мы проживаем с каждым героем его историю. Либо главным героем можно назвать Шоушенк. Так было бы даже вернее.

    С приходом Энди, умнейшего интеллигентнейшего человека, жизнь в Шоушенке меняется. Он помогает оборудовать отличную библиотеку, зарабатывает уважение среди заключенных и надзирателей и даже начальника тюрьмы. У него появляются добрые приятели и один настоящий друг — Рэд в исполнении Моргана Фримана.

    Отдельно о Моргане Фримане в данной картине. Мы все не раз встречали его голос за кадром, эдакий добрый «дедушкин» голос, как в детстве перед сном. Когда слышишь его, ощущение, что тебе читают сказку на ночь. Мало того, что Морган сыграл главную мужскую роль, так еще он же был рассказчиком. Он талантливо управлял голосом, слушать было интересно и доступно, спокойно, но не монотонно.

    Про игру двух главных актеров — Моргана Фримана и Тима Роббинса даже нечего говорить. Сыграно блестяще. И до сих пор обидно, что академики предпочли Шоушенку другой фильм. Не верится, что фильм, находящийся в топе 250 на кинопоиске на первом месте (причем, очень давно), не имеет серьезных наград. Хотя зрительской любви у него целый океан, что ничуть не хуже, даже ценнее золотых статуэток.

    Ненадолго хотелось бы вернуться к сюжету. Я отметила разнообразие характеров всех героев фильма. Как всегда здесь есть хорошие и плохие. Но это поверхностный взгляд. Есть циничные и подлые (как начальник тюрьмы, тоже великолепный кинозлодей, кстати), есть добрые (как Энди и Рэд), есть глуповатые, но обаятельные (как молодой заключенный, прибывший в Шоушенк будучи неграмотным). Совершенно разношерстная компания, которую объединяет лишь нахождение в Шоушенке. И здесь тот случай, когда место меняет людей, а не люди место.

    P.S Хотелось бы отметить, что для дебюта в большом кино у Фрэнка Дарабонта получился самый настоящий шедевр, который я всегда смотрю со слезами восхищения на глазах

    10 из 10

    15 декабря 2011 | 11:05

    Обычно, посмотрев кино, я стараюсь написать рецензию в тот же день, чтобы не дать эмоциям схлынуть, чувствам выветриться, а впечатлению изгладиться. Часто именно поэтому в моих рецензиях так много пафоса и восторженности — я пишу свои тексты, находясь в плену самых разнообразных эмоций. «Побег из Шоушенка» я посмотрел неделю назад, а текст пишу только сейчас. И знаете, ничего не схлынуло, не выветрилось, не изгладилось. Возможно, именно в этом особая прелесть данной картины — она настоящим монолитом, не размываемым временем и изменчивостью человеческой натуры, оседает в памяти людей.

    Про тюремный быт снято множество картин. Это фишка Запада — особая тюремная романтика. Позднее это пришло и в Россию. Я знаю парочку фильмов данной тематики, которые, на мой вкус, атмосфернее «Шоушенка», но лучше ли они в глобальном смысле? Едва ли. Этот фильм цепляет своей основательностью — это не просто кусок мозаики тюремной жизни, отраженный на экране, — это настоящая сага о заключении человека в неволю, о попытке обуздания его разума и духа.

    Каждый сам для себя составляет различные хит-парады и рейтинги. В мои топ-5 этот фильм вряд ли бы попал, в 7 — скорее всего, а в 10-15 — обязательно. Это не значит, что «Шоушенк» плох или я его низко оценил. Это кино на твердейшую «десятку», но «десяток» я ставлю много, поэтому и среди них у меня проходят различные водоразделы. Так вот «Шоушенк», в моем топе, сильно проигрывает, например, «Зеленой миле». «Миля» заставила меня пережить такой катарсис, которого я не испытывал ни до, ни после, — она перетряхнула все мое нутро. «Шоушенк» намертво впечатался в память, заставил думать, грустить, улыбаться, негодовать, но он не стал для меня фильмом-явлением, фильмом-откровением, хотя, должен признаться, что афера главного героя гениальна.

    Что касается актерской игры, то тут только «охи, ахи» и прочие восторги. Дуэт Роббинс-Фриман — один из сильнейших, что я видел на киноэкране. Роббинс мне очень понравится в «Таинственной реке», но здесь он, конечно, сыграл куда более мощную роль. Он буквально нанизывает фильм на себя. В то же время Фриман старается оттягивать зрительское внимание на себя, и у него это отлично получается. Между главными героями ведется некая негласная битва за благосклонность зрителя. И оба они в этом дружеском соревновании блещут всеми спектрами и красками, а выигрывает от этого, несомненно, зритель.

    Нельзя не сказать еще про один союз: Фрэнк Дарабонт и Стивен Кинг. Сделали два таких фильма, как «Миля» и «Шоушенк». Да они чертовы гении)

    10 из 10

    2 августа 2013 | 16:02

    Просмотрев 82-ю церемонию вручения Оскара, на которую Морган Фриман явился в качестве номинанта на золотую статуэтку за роль Нельсона Мандела в «Непокоренном» Клинта Иствуда, я решился на написание так называемого «полнометражного» отзыва о первом шедевре Фрэнка Дарабонта. Чем это событие так на меня повлияло, на протяжении рецензии я попытаюсь объяснить так, чтобы это было понятно.

    История создания берет начало в далеких 80-х, когда Стивену Кингу довелось увидеть очередную экранизацию своего романа «Женщина в комнате», не совсем успешную, но более менее понравившуюся «великому и ужасному» писателю (что бывает редко). Потому-то Стивен и продал режиссеру совсем не ценимую им «Риту Хэйворт и побег из Шоушенка» за гроши, почти символически. Невольно сравнивая фильмы, снятые по романам Кинга, будь то «Мизери» или «Тайное окно», прежде всех сравнений начинаешь сопоставлять Дарабонта с Кубриком, снявшим довольно известное «Сияние». Впрочем, такое сравнение не совсем навязчивое, так как о Кубрике при съемках вспоминал и сам маэстро Фрэнк. Теперь после четвертой работы косвенного тандема Кинг-Дарабонт можно с точностью сказать, что так, как Фрэнк, снимать фильмы по Кингу не умеет никто. Стоит отметить, что и актеров лучше на эти роли и быть не могло. Однако Фрэнк не был первооткрывателем этих талантов: Тима Роббинса впервые приметили еще новички на то время в мире киноиндустрии братья Коэны, а Морган Фриман был любимым актером ровесника Клинта Иствуда, каким и является до сих пор, судя по его новой картине.

    Скорее всего, если фильм, проходя через каждого зрителя, оставляет что-то свое, да притом такое, что заставляет плакать душу, то этот фильм и является заслуженно самым гениальным и самым лучшим. Тем не менее, по мнению Американского киноинститута самым совершенным фильмом на данный момент является «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, что неудивительно, поскольку сатирический памфлет проходит через всё человеческое и политическое в США. Притом вслед за американскими кинокритиками многие горе-рецензенты вторят о том, насколько великолепен «Кейн», что кроме усмешки ничего вызывать не может.

    Итак, «Побег из Шоушенка» — повествование от лица заключенного Эллиса Бойда по кличке «Рыжий» о другом заключенном бывшем банкире Энди Дюфрейне, получившим аж два пожизненных срока за убийство своей жены и любовника (притом поначалу неизвестно, убивал ли он их или нет). Фильм начинается с вдохновляющей песни «Чернильных пятен», но в момент настроение резко погружается на самое дно. Терзаемый предательством жены, её смертью, а также тем, что все последующие годы своей жизни он проведет за решеткой, Энди попадает в Шоушенк под давящим серым небом, серыми стенами и отягчающей музыкой Томаса Ньюмана.

    О чем же этот фильм? Смысл можно расценивать двояко, а, впрочем, смыслов у фильма десятки тысяч, ровно столько же, сколько и людей, посмотревших этот фильм. Я расскажу лишь только о трех из них.

    Интерпретация первая «В надежде и мечте есть спасение». Энди Дюфрейн, потерявший всё, именуемый отныне не иначе, как «жалкий слизняк», для остальных выглядит, как задравший нос человек, ходит так, словно ему в тюрьме не место. Как факт, Энди так и считает, мечтая не о том, как бы адаптироваться к тюремной жизни, а о том, как бы отсюда выбраться. Несмотря на постоянные обыски и жесточайшее существование, от идеи он не отказывается.

    Интерпретация вторая «Дружба». Шоушенк помогает своему пленнику Энди, решившему, что в тюрьме людей как таковых нет, найти новых друзей даже в виде охранников. Кроме того, в течение долгих тюремных лет Энди сближается с Эллисом, найдя в нем близкого побратима с добродушной улыбкой и звонким заразным смехом. Ничто, даже заключение, не отбирает у них этой ценности. Дружбе и Дарабонт посвятил этот фильм, а именно умершему другу Аллену Грини.

    Теперь о том, чего не понимают большинство рецензентов, о том, что же заставляет зрителей по всему миру так влюбляться в «Побег из Шоушенка» и пересматривать его вновь и вновь.

    Интерпретация третья «Искупление в Шоушенке» (как и звучит в оригинале). Вероятно, кому-то это покажется притянутым за уши, но об этом стоит сказать: в тюрьме, словно как в чистилище, Энди искупает свои грехи. Он терпит наказания: за чревоугодие — уже в первой миске Энди находит мертвую личинку, за лень — рутинная работа, за похоть — истязания от «сестер», за гордыню — издевки от охранников, можно продолжать бесконечно. Но в самом конце Энди всё-таки удается обмануть дьявола в виде директора тюрьмы Нортона и попасть в рай на лазурный берег, где его повстречает Эллис, где будет звучать великолепная, на этот раз вдохновляющая, музыка Томаса Ньюмана. Такие намеки очень незаметны, но они ярко отзываются в подсознании зрителя, который на одном дыхании просматривает лихо закрученный финал, не веря, что всё так может закончиться.

    «Побег из Шоушенка» — абсолютно не шаблонная притча, о которой можно рассуждать бесконечно, которую можно пересматривать безграничное число раз. После внимательного просмотра вы обязательно поймете, какое неизгладимое впечатление в вашем сознании всё-таки способно оставить кино. И вот, спустя полтора десятилетия, на церемонии вручения Оскара, видя, как поседевший Тим Роббинс улыбается и кивает, сидящему в зале Моргану Фриману, как бы в знак благодарности, вспоминаешь, какую необыкновенную радость подарил тебе знаменитый «Побег из Шоушенка». «Благодаря тебе, Тед, я узнал, что такое дружба! — отшучивается Тим, — Тебя ведь Тед зовут, так?».

    9 марта 2010 | 20:04

    Я посмотрела этот не самый новый фильм только сейчас, и рада, что не еще лет через 15.

    Фильм действительно достоин уважения, один из тот, которые можно смотреть 2 часа, не проронив ни слова, и боясь отвлечься хотя бы на минуту.

    В образах главных героев мы можем увидеть большинство человеческих качеств, которые есть в людях вокруг нас. И в нескольких героях показаны яркие проявления худших и лучших сторон человека.

    Ну и эта финальная сцена, безграничный океан в конце делает фильм незабываемым.

    9 декабря 2009 | 22:37

    Фильм необыкновенен по двум причинам: первая — даже самые жестокие моменты получились на удивление непокорными. В глазах мистера Дюфрейна с первой и до последней минуты читалась спокойная и непоколебимая уверенность: «Вам меня не сломить». Он подчинялся, он отбывал наказание, он работал на людей, которые не стоили и мизинца большинства осуждённых… Но ничто не смогло проникнуть внутрь, не сумело разбить или хотя бы запачкать светлую веру в Возмездие и Справедливость.

    Вторая причина — отображение свободы. Это не дорогая игрушка в руках эгоиста, не орудие достижения своего любой ценой, не вседозволенность рыночного отношения к вещам и людям, не оправдание грязного выбора. Свобода — это то, что порождается величием человека и его души, что называется самоуважением, что в самые страшные моменты твоей жизни, даже — как ни пародоксально звучит — в тюрьме, остаётся с тобой. И фильм рассказывает о том, что, возможно, свобода — это награда избранных, лучших. Не всем заключённым удалось её сохранить: кто-то свободы никогда не имел, кто-то потерял её, устрашившись тюремщиков, кто-то о ней забыл, поддавшись стенам Шоушенка. Но в сердцах избранных свобода продолжала жить, вселяя силы на самые невероятные подвиги.

    2 февраля 2012 | 23:01

    Я не думала, что фильм, занимающий первое место в Топ-250, так разочарует меня. От картины, имеющей такие высокие оценки, можно было ожидать необыкновенной истории с глубоким смыслом, многочисленными поводами для раздумья и затрагивающей многие жизненно важные вопросы.

    В итоге я просмотрела вполне посредственный фильм с неплохой актерской игрой, сказочным развитием событий в тюрьме для главного героя, парой-тройкой умных мыслей, абсолютно предсказуемый и очень затянутый, иногда вызывающий желание прекратить просмотр, сюжет в котором более-менее динамично стал развиваться только к концу.

    Восторженные зрители в один голос заявляют, что это лучший фильм о надежде и свободе. Я согласна, что эти темы здесь затрагиваются, но убеждена в том, что об этом снято множество гораздо более качественных картин, в которых тема свободы и надежды показана на примере общечеловеческих ценностей и высокодуховных стремлений. Я не могу признать гениальным фильм, в котором тема свободы раскрыта на примере тюрьмы.

    Тема мужской дружбы тоже раскрыта весьма спорным образом, ведь подружиться главных героев заставили обстоятельства, и еще неизвестно, были бы они столь дружны, если встретились и познакомились, будучи на свободе. И хотелось бы сказать, что конец у фильма получился абсолютно предсказуемым, исходя даже из названия, и сказочным.

    Очень жаль, что первые места в списках занимают фильмы не о любви, дружбе, верности, героизме, преданности, семейных ценностях, о вечных идеалах и стремлений к самосовершенствованию и к совершенствованию жизни окружающих людей, а жестокие картины о мафии, криминале, преступниках и тюрьме.

    7 из 10

    16 августа 2012 | 00:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 949 руб.
    подробнее

    Новости


    Актерский состав приквела фильма «Белоснежка и охотник» может похвастаться солидным прибавлением. Номинантка на премию «Оскар» Джессика Честейн сыграет одну из главных женских ролей в картине «Охотник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    6 октября в прокат выходит „Живая сталь“ с Хью Джекманом в главной роли. Мы поговорили с режиссером фильма Шоном Леви во время его пребывания в Москве... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    «Побег из Шоушенка», «Леон», «Однажды в Америке», «Американская история X» — эти ленты объединяет не только присутствие в топ-250 лучших фильмов на КиноПоиске, но и то, что на церемонии «Оскар» они не получили ни одной статуэтки. И это далеко не все примеры подобных несправедливостей. Рассказываем про картины, в отсутствие наград Американской киноакадемии у которых практически невозможно поверить. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven18 259 000
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 215 500 000
    3.Век АдалинThe Age of Adaline13 375 000
    4.ДомHome8 300 000
    5.Убрать из друзейUnfriended6 244 000
    24.04 — 26.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.АртистThe Artist8.243
    111.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.243
    112.Семь жизнейSeven Pounds8.240
    113.КазиноCasino8.240
    114.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.234
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Аве, Цезарь!Hail, Caesar!94.84%
    17.Кредо убийцыAssassin's Creed94.56%
    18.007: СПЕКТРSpectre94.35%
    19.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.31%
    20.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I94.29%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мачо и ботан21 Jump Street134
    НенормальноеAbnormis1
    Страсти Дон ЖуанаDon Jon136
    Территория24
    Утомленные солнцем61
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.366
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.889
    Территория7.476
    Ночной беглецRun All Night6.634
    Битва за Севастополь7.789
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры