всё о любом фильме:

4 месяца, 3 недели и 2 дня

4 luni, 3 saptamâni si 2 zile
год
страна
слоган«How far would you go for a friend?»
режиссерКристиан Мунджиу
сценарийКристиан Мунджиу, Разван Рэдулеску
продюсерКристиан Мунджиу, Олег Муту, Филипп Аврил, ...
операторОлег Муту
композитор-
художникМихаела Поенару, Дэна Истрате
монтажДана Бунеску
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$69 897
зрители
Франция  351.8 тыс.,    США  166.9 тыс.,    Италия  142.6 тыс., ...
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время113 мин. / 01:53
Румыния, 1987 год. Последние годы коммунистического режима Николаэ Чаушеску. Студентки Отилия и Габицэ — соседки по общежитию. Габицэ беременна. Аборты запрещены и являются уголовным преступлением.

Подруги с трудом собирают сумму, необходимую для нелегального аборта. Отилия снимает номер в дешевой гостинице. Днем у нее запланирована встреча с неким господином Бебе. Обеим девушкам предстоит впервые пройти через подобное испытание. Кто из них пострадает от этого больше? 
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
128 + 6 = 134
8.4
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В заключительной ресторанной сцене, на фоне звучит песня Адриана Даминеску (Adrian Daminescu) «Si m-am indragostit de tine» (И я так в тебя влюбился).
    • Первоначально фильм задумывался как сатирическая лента под названием «Сказки золотого века».
    • Несколько сцен фильма были сняты в гостинице «Астория» в Бухаресте.
    • Съёмки фильма были завершены ещё осенью 2005 года. Почти за полтора года до премьеры в Каннах в мае 2007 года.
    • Фильм официально был выдвинут от Румынии на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (Best Foreign Language Film).
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В застольной сцене, именинница рассказывает как она для окраски пасхальных яиц добилась синего цвета, смешивая желтый с зелёным. Что совершенно невозможно, потому что синий основной цвет и путем смешивания он не проявляется. На самом деле можно получить зеленый, смешивая желтый с синим.
    • После главной сцены фильма, когда Отилия готовится выйти из комнаты гостиницы, она поправляет шарф под сумочку. Спускаясь по лестницам, шарф уже расположен над сумочкой. В трамвае шарф снова под сумочкой, а выходя из трамвая он опять оказывается над сумочкой. Та же ошибка обостряется в сцене где Отилия поправляет сумочку над шарфом и выходит из квартиры своего парня. При смене кадра телодвижение не прерывается, но сумочка чудесным образом оказывается под шарфом.
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но в разных сценах фильма можно увидеть на домах современный ПВХ стеклопакет. Эта технология была введена в Румынии после 1990 года.
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но в общежитии, в комнате у героинь, висит портрет Кристен Данст из постера фильма «Девственницы-самоубийцы», премьера которого состоялась в 1999 году.
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но использованные трамваи были введены в Румынии только в 1990 году.
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но в сцене, где Отилия выходит из такси около грузчика, на фоне видны припаркованные автомобили, в том числе желтый Daewoo Matiz (произведен после 1998) и синий Dacia Logan(произведен после 2004).
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но в сцене где Бебе и Отилия подъезжают на машине во двор, видны некоторые старые выпуски автомобилей Dacia, у которых передний и задний бамперы вышли в продажу в 1994 году. Зеркала заднего вида у автомобиля Бебе, также поступили в продажу после 1990 года.
    • В сцене покупок в общежитии Отилия просит у продавца оранжевый «Tic Tac» (вкус апельсина), но вместо этого получает красный (вкус корицы).
    • В заключительной ресторанной сцене Отилия просит у официанта бутылку минералки, но ей приносят пустой стакан.
    • еще 6 ошибок
    Трейлер 01:48

    файл добавилZlata---Bondar.

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 317 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    1987 год. Общежитие. Две подружки. Одна из них беременна, но ей не нужен этот ребенок. А аборты запрещены и считаются уголовным преступлением. И избавиться от ребенка можно только в домашних условиях. Девушки набирают сумму для нелегального аборта и… дальше все разворачивается.

    Весь фильм держит в напряжении. Лично я то бесилась, то злилась, то нервничала, то закрывала от страха и ужаса глаза. Неужели так просто избавиться от ребенка? У меня это в голове не укладывается.

    Казалось бы, что аборт это одна проблема всего фильма. Но это не так. Мне фильм понравился как раз тем, что он намного глубже, чем может показаться. Коммунистическая суета, бедность нелегальные подпольные аборты. Почему-то поначалу бесят абсолютно все герои — хочется взять огромную тяжелую палку и побить их всех. Когда вспоминаю этот фильм, перед глазами встает момент из ванной с окровавленным маленьким плодом. В тот момент я закричать была готова — ведь он мог жить. Да что такое мог? Он должен был жить!

    Золотая пальмовая ветвь, наверно, все же заслуженна. Потому что фильм непростой, глубокий, оставляет после себя кучу нерешенных проблем, которые решить предстоит именно нам — зрителям.

    Интересный финал — он резкий и неэмоциональный.

    Лично для меня остался нерешенным один вопрос: кто же больше пострадал — какая из девушек? Та, которая избавилась от ребенка, или та, которая ей помогала? Очень сложно в этом разобраться, а открытый финал не дает никаких ответов и оставляет все на суд зрителя.

    Я еще хочу отметить операторкую работу — очень много крупных красивых планов, мне понравились. Хорошая работа со светом помогает уловить настроение — тоже для меня важно.

    И еще раз хочется сказать, что фильм все же не про аборты. Нет! Тут все намного глубже. И тот, кто умеет искать, обязательно найдет!

    20 марта 2009 | 00:27

    «Жизнь в ее целом никогда не воспринимает смерти всерьез. Она смеется, пляшет и играет, она строит, собирает и любит перед лицом смерти. Только тогда, когда мы выделяем один отдельный факт смерти, мы замечаем ее пустоту и смущаемся.»
    Рабиндранат Тагор

    «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — это фильм, который не может оставить равнодушным.

    Актеры действительно, не сыграли, а прожили и прочувствовали своих героев.

    Эпизод с эмбрионом, завернутым в полотенце на полу туалета, просто не дает дышать.

    Этот фильм не для всех, но посмотреть его стоит. Только один раз.

    Оценивать эту картину не могу, так как считаю, что такое кино надо не оценивать — а смотреть и думать (особенно девушкам), а еще лучше понимать.

    18 февраля 2009 | 16:40

    «Прошлое-это локомотив, который тянет за собой будущее. Бывает, что это прошлое вдобавок чужое. Ты едешь спиной вперед и видишь только то, что уже исчезло. А чтобы сойти с поезда, нужен билет. Ты держишь его в руках, но кому ты его предъявишь?» (с) Пелевин

    Титры. Холодный озноб. Отилия. Такая реальная съемка и такая настоящая боль в глазах. Ловлю на мысли — дышу с ней в такт. Вижу, словно, не её, а себя, бегущей по ступенькам… остановка, автобус, мысли… у каждого свои, своя собственная шизофрения. Я чувствую, как стылый воздух стягивает горло, сжимает легкие, и густая тьма, прорываемая тусклым отблеском желтых фонарей, давит на грудь; как воздушные выдыхаемые капельки разбиваются о засохшие дрожащие губы. Тихий и жуткий звук подготовки мед. инструментов, пронзительный скрежет пилочкой по ампуле… потрескивание латексных перчаток… и жгучий бессловесный упрек, застывший в каждом атоме этой разлагающейся атмосферы. Негодование, мольба, отвращение и стыд. Сперло дыхание. Крохотное кровавое тельце и мусорная свалка, ставшая последним приютом несостоявшегося человека.

    Хочется встряхнуть себя, её и закричать! Зарыдать! Роптать на судьбу, на такой неудавшийся день. Возможно, на самый тяжелый выбор. На парня, безответственного, хоть и с оттенком влюбленности и беспричинного извинения (ради высокой цели поиметь тебя в следующие выходные!). Главное, что он делает, так это дает в полной мере ощутить себя одинокой, особенно, когда ты пробуешь на вкус уже реальную угрозу. С таким же видом он мог интересоваться прогнозом погоды или просвещать в плане королевских пингвинов.

    Энергична, сосредоточена, последовательна, задаешь вопросы по существу, приспосабливаешься к обстановке, достаешь дефицитный «Kent», вполне адекватна. А вот подруга твоя круглый ноль. Ни номер в гостинице заказать, ни о встрече договорится, в крайних мелочах крайне неуверенна. Бледненькое, худенькое тельце, несуразно перемещающееся, и счастливое в своей глупости. Ты смотришь в её овечьи глазоньки и каким-то образом жалеешь эту бестолковую наивную дурочку с робеющим голоском и болезненно растерянным личиком. И как она только может выжить без чьего-либо вмешательства? И ты жалеешь! И даже, тогда, когда на тебя сваливается одиозный доктор (да ещё с какой-то претензией на порядочность), который очень культурно предлагает подергать своим прибором у тебя между ног. Этот неудавшийся любовник/муж/сын, обладает жадностью самоутверждения за счет залетных девушек и старушки матери. Жестокий аморальный ублюдок.

    Тебе ровным счетом плевать (не твои это проблемы!), но климат гостиничной комнатки все больше взвинчивает клетки. Тебя просто прижимают к стенке. Сама Габицэ достаточно косвенна в роли палача, а ты слишком добродетельна, чтобы эта помощь могла считаться долгосрочным вложением ради получения довольно расплывчатых дивидендов в виде аналогичного содействия. Ты смотрела на неё, но видела себя. Не холодный просчет, а не что иное как человеческое сострадание возбужденное острой восприимчивостью. А разговор по этой теме с МЧ — это заключение для него же. История с Габице только свела к более быстрой и точной формулировке их отношения.

    А дальше… нависла черная дыра с праздником в кругу семьи МЧ (ты же не можешь не сдержать обещание!), и по темным проулкам спешишь ублажить ещё одну особу. И закрутилось, запенилось… в мозговой «биг тейсти», начиненный куриной кожицей, так не любимой «дядей Васей» и картошкой в мамалыге, которое готовит «тетя Галя». А они всё… о еде. Ну сколько же можно? Мелькает в воспаленной голове, не так давно осведомленной в области избавления от эмбрионов и нецелесообразности размещения его в местах раскапывания собаками и смыванием в туалет, который может засорится его кусками. Все вокруг в любопытнейшем разговоре о потрескавшихся пасхальных яйцах и священнике пьянице. И захлестнула чудовищная амплитуда. И даже в таком состоянии ты гордо и терпеливо несешь свое бремя, принимая моральные пощечины.

    Беспристрастно, с видом а-ля ОРВИ, Габицэ сидит за столом, неторопливо потягивая сигарету. Приносят ароматно и горячо парующие «говядину, свиное филе, печень, мозги», как раз очень кстати появившемуся аппетиту. И здесь то все ответы. И почему сама не пошла на встречу, и почему врала. В легком замешательстве ты просишь стакан воды. В заключение парусекундный взгляд, который невозможно стереть из памяти. Немой вопрос и глубокое разочарование. Мир сыплется сквозь залатанные дыры… Пещинка за пещинкой.

    4 месяца, 3 недели и 2 дня… срок, когда человек лишен выбора. Его трагедия развивается параллельно, где-то на заднем фоне происходящей драмы. Да, аборты стали разрешены, а вот люди остались те же. И великое чудо рождения всегда может обернуться бритвой по венам в случае дерьмового материнства.

    Ничего лишнего. Кратко, насыщенно, без сентенций, больно и прямо в сердце.

    12 ноября 2011 | 11:15

    Ведущая тема фильма «4 месяца, 3 недели, 2 дня» — тема взросления. Причем взрослеет не девушка (Габби), которая перенесла страшное событие и физически и морально, а её подруга (Отилия), которая помогала в преступлении. Так в какой же момент Отилия переоценила свои ценности, свою жизнь? Сам процесс аборта в ней не вызвал резкого резонанса — она к этому действу была подготовлена, она знала, что это случится. Мы видим, как она разрывается — девушку ждут на празднике, ведь никто не знает о том, что она пережила унижение из-за безалаберности и инфантильности подруги.

    Отилия, обещая отзваниваться, бежит на день рождения матери своего парня. Она молча наблюдает за родителями, даже пробует блюда, дабы не обижать хозяйку. Хотя на данный момент её больше волнует не вкусная праздничная еда, а состояние Габби. Ведь пока никого нет рядом может произойти все, что угодно. От беспокойных мыслей Отилию отвлекают праздные разговоры гостей. Её внимание переключается.

    Родители говорят: «Ничего. Из простых семей бывают тоже хорошие люди». При этом родители не стесняются Отилию — девушку как раз из простой семьи, которая ведет себя более воспитанно и сдержанно, чем эта интеллигенция. Отилия понимает, в каких условиях рос Ади — её молодой человек. Обстановка на празднике ей чужда. Она позволяет себе закурить, дабы немного оправиться от пережитого шока. Этот поступок сразу же подвергается осуждению со стороны дедушки. Конечно, он не знает её сегодняшних «приключений», но воспитанный интеллигентный человек, которым он себя мнит, не станет заниматься нравоучениями в присутствии посторонних, да еще и во время праздника.

    «Что бы ты сделал?» — открыто спрашивает Отилия Ади. Парень начинает запинаться, мямлить, находить общие фразы для ответа. Он бы бросил беременную девушку, также как бросил некий молодой человек Габби. Ади задумался о такой ситуации очевидно впервые. «Конечно, это же не твоя забота» — язвительно отмечает Отилия. Если бы он призвал на помощь своих родителей врачей, никто бы не стал связываться с простушкой из деревни, подвергая себя риску быть арестованным. Его мама, которая заботливо приносит мороженое в комнату взрослому сыну, посоветовала бы найти себе «приличную девушку». Конечно, мы не знаем наверняка, как мог бы развиваться такой сюжет, но спрогнозировать, исходя из поведения родственников за столом, можем.

    Эпизод, в котором родители Ади отмечают праздник, становится одним из ключевых в фильме. Он заостряет то, что зритель понял интуитивно. Здесь также прослеживается политический мотив. Недаром события картины поставлены в предреволюционные исторические условия, когда режим Чаушеску терпит крах. Народ Румынии чувствует себя как инфантильная Габби — беспомощно. Страна погрязла во внешних долгах, и это напрямую сказывалось на простых людях. Власти буквально перекрывали воздух народу: для экономии средств, подолгу отключалась горячая вода и электричество — факторы необходимые для жизни. Отилия — сильная молодая женщина, именно такие как она и принесут на своих плечах революцию спустя год после событий фильма.

    Отилия переживает несколько этапов взросления по ходу фильма. Ищет деньги, пытается снять номер, договаривается с врачом, «оплачивает» его услуги из-за нехватки наличных — как будто она, а не Габби переносит аборт. Ступень выше — осознание того, что помощи ждать не придется от своего партнера. Дальше — Больше. Отилия едет с плодом в сумке, небрежно завернутым в окровавленное полотенце. Она выбрасывает его уже не как физическую улику. В этом плоде осталась и её дружба с Габби, и любовь к парню и беспечность молодости. Отилию тошнит на улице, а беззаботная Габби спокойно спит, затем заказывает в ресторане блюда, состав которых невольно вызывает дрожь (мозги, обилие мяса). «Давай не будем никогда вспоминать об этом» — предлагает Отилия. Габби в ответ с аппетитом жует пищу.

    3 февраля 2014 | 17:57

    Две подруги в Румынии времен Чаушеску нашли для себя приключений, пытаясь совершить незаконный по тому времени аборт. Читая критические статьи про этот фильм, невольно ловишь себя на мысли, что при просмотре тебя ждет нечто совершенно вышибающее из седла. Не сказать, что это не происходит совсем, но не в той мере, в какой ожидаешь. Даже странно, что это приглянулось европейским критикам, если только не большинство их из Восточной Европы. Только нам, знатокам «реального социализма» под силу понять содержание того, что снял Мунджиу.

    По манере режиссуры — это близко к братьям Дарденнам — сливающаяся с героем камера, минимум диалогов. Впрочем не только к Дарденнам, эта тенденция европейского кино в целом, открытая датской «Догмой».

    Не хочется лишний раз говорить о том, что главной героиней является не та, которой делают аборт, а ее подруга, о том, каков сюжет, чем начинается и заканчивается. Это вроде бы и не очень важно. Действительно важно то, что все описанное (сюжет) не так ужасно на экране, как на бумаге. Все противозаконное, даже аморальное, совершенно нормально для большинства присутствующей в фильме молодежи.

    Тот самый «реальный социализм» сдвинул «норму», но ощущаешь это, только поднявшись над ситуацией, делая за другого то, что должен делать он (она) сам, как это делает главная героиня. Ударный эпизод отнюдь не сцена аборта, а мирный, бесчувственный ужин в ресторане с раскуренной не дрожащими пальцами сигаретой. Но до него надо прожить весь фильм.

    8 из 10

    27 августа 2012 | 23:42

    Что такое сильное кино? Думаю, главными критериями является глубина эмоций и характер размышлений на заданную тему.

    Фильм румынского режиссера Кристиана Мунджиу держит в нервном напряжении все 113 минут просмотра. Сюжет медленно вращается вокруг аборта в гостиничном номере, одновременно раскрывая целый ворох проблем. Проблемы разноплановые. Коммунистической суета, псевдоинтелегентный снобизм (о как загнул), подпольные аборты, бедность, необратимость. Кожей ощущается атмосфера загнанности.

    Напряжение возрастает на протяжении всего фильма, не оставляя надежды на скорое и приемлемое решение множества проблем медленно появляющихся на экране. Злость и отвращение появляется почти к каждому персонажу. И к подпольному мяснику делающему аборт, и к маменькиному сынку из интеллигентной семьи, к дуре подруге. Главная героиня на протяжении всего фильма мечется по социалистическому Бухаресту образца 1987 года, в конце концов на секунду застывая над окровавленным плодом на полу в ванной.

    Фильм заканчивается резко, без эмоций. Фильм тяжелый. После просмотра остается куча нерешенных проблем, вопросы, горечь и злость. Может это и есть сильное кино? Определенно, фильм сильный, но смотреть его…

    13 марта 2009 | 10:26

    С первых кадров фильм начинается в потёмках и до последних продрогших, озябших секунд. От Румынии Чаушеску тут немного, много повседневности от табу. Табу — идеологических, восходящих к благим намерениям: аборты — зло, убийство, грязь, кровь, душевная травма. И табу психологических, доводящих до драмы вроде бы самоотверженные отношения, например, дружбу, бэкграундом — любовь.

    Какая уж тут музыка? Кристиан Мунгиу тонко подсказывает: не до музыки двум девушкам из общежития, где хочется курить, — всё равно воздух душный, теснота, дешёвый парфюм. Девушки из румынских провинций, возвращаться домой не хотят и стараются сделать всё так, чтобы не вернуться.

    Одна из них решается на подпольный аборт. Не сразу. Тянет, боится.

    У Мунгиу нет типажей, амплуа, ничего ходульного. Доктор, который ловит кайф и дивиденды от таких вот девчонок, попавших в переплет, — не тип, характер. На его месте мог бы быть человек с другим отношением к своим пациентам — сочувствующий, не циник. По касательной девушки затрагивают эту тему.

    Фильм построен на сослагательном наклонении: если бы ярче горели фонари на улицах, было бы как-то теплее, если бы у подружки не было бы аллергии, можно было взять в комнату котёнка, если бы она заказала нормально номер в гостинице, если бы вовремя обратилась к врачу, если бы предохранялась, если, если бы, если бы, а теперь уже поздно — 4 месяца 3 недели 2 дня.

    Основной линией взаимоотношений Мунгиу не обходится. По ходу фильма проясняется всё время что-то ещё. Тем живее фильм, тем он — опыт, из которого делают выводы, переживая.

    Натурализм отдельных эпизодов как бы невзначай, часть общей картины той части мира, того хода минут, который задан мыслями и чувствами персонажей. Аборт — часть истории. Плод — жизнь, остановившаяся на определенном этапе развития.

    Все четыре действующих лица в фильме также остановилась в развитии — вот, что их объединяет. И не потому ли они встречаются в многомиллионном городе?

    Фильм Мунгиу — в сторонке от основного потока картин «за жизнь», отдельный в своей стилистике — ни одним кадром не ударяющий, с естественными красками, приглушенными, притушенными ни кем-то посторонним, всесильным, без мистики снаружи.

    9 из 10

    18 сентября 2008 | 00:25

    Кажется, фильмами социально-чернушной тематики меня перекормило еще отечественное кино в период взросления. Сейчас не смогу пересмотреть ни «Трагедию в стиле рок», ни «Куколку», ни «Маленькую Веру», ни «Дикую любовь». Жутковато мне и брезгливо. Хорошие фильмы, правдивые, но не трогает. Иммунитет выработался, что ли. Может, трагедия моя именно в том, что слишком хорошо и ярко я все это помню.

    4 месяца — срок беременности главной героини, 2 дня — срок, в который две подруги планируют решить эту «маленькую» проблему.

    Румыния, а выглядит как СССР. Атмосфера гнетущая, депрессивная, подчеркнутая каждой деталью, вплоть до времени года. Те же проблемы, те же бардачные общаги, обшарпанные гостиницы с хамоватым персоналом, тот же дефицит. Мне вот что странно — чем это кино зацепило каннское жюри? У них же есть своя «Вера Дрейк». Разве что большинство его представителей — из бывшего соцлагеря. Фильм не об этом, конечно, но фон в данном случае, очень важен для понимания разворачивающейся на экране психологической драмы.

    О персонажах. Интересно было наблюдать взаимодействие людей в этом социальном муравейнике, систему ценностей, мерило дружбы. Мол, не та подруга, которая будет тебя тащить из бара пьянющую в драбадан, а та, что будет ползти рядом. Но мне более интересна была эволюция героинь относительно друг друга. В начале одна выглядит беспомощной и потерянной, вторая деловито берется за решение ее проблем. Но ближе к финалу фильма оказывается, что на самом деле, несчастная залетевшая подружку свою использует, делает ее руками всю грязную и муторную работу, а та не так уж цинична и пуленепробиваема. После такого совместно пережитого люди либо стараются стереть друг друга из памяти либо остаются друг с другом до гроба. Хотя, жертвами их можно считать обеих. Они находятся в той реальности, существование в которой трудно назвать жизнью и только законченный зомби рискнет в ней размножаться. Кто-то скажет: фигня, жили же! Радости какие-то находили, умудрялись сотворить лимонад из этого кислого лимона, что судьба подсунула. Нет, нет и нет! Слава Господу, это в прошлом! Обидеть это кино может только тех, чья молодость пришлась на то время и кто свободу ценит меньше, чем сытное место у кормушки. Но и они, взглянув правде в глаза, наверняка скажут: трудное было время, лживое, лицемерное. Но тут же встрепенутся и начнут защищать свои ценности: но мы искренне верили и бла-бла-бла…

    Из этой породы родители Ади, парня главной героини, и их гости. Опять же наблюдается пресловутый конфликт поколений. Знали голод и лишения, чего-то добились в жизни — по меркам поколения, страны, боятся, что сына отправят в армию или деревню. «с таким образованием в деревню не пошлют» — рефрен этого фильма.

    Из этой же, в принципе, породы и господин Бебе, подпольный доктор. Для него сделать аборт — это не высокая миссия помощи заблудшим душам, не акт несогласия с режимом, а исключительно способ заработка. Он поможет, все сделает. Его не остановит ни суровость закона, ни поздний срок беременности и вытекающая из него угроза жизни девушки. Предварительно поморализирует и унизит (это естественная сопутствующая компонента при взаимодействии людей друг с другом в условиях социализма), да еще и не преминет воспользоваться затравленностью и безвыходностью положения жертвы.

    Мда, много мыслей пробуждает это кино, они смутно и беспокойно блуждают в голове. Наверное, старушка-Европа, которая склонна скорее придумывать себе проблемы подобного толка, нежели имеет их в действительности, эту смелость и оценила. Смелость в выражении, в подаче, в теме.

    Пара-тройка физиологических деталей присутствует, жутких в своей будничности.

    Вот так и получилось европейское альтернативное кино. Не типичное, но признанное.

    20 января 2013 | 07:17

    Крайне реалистичный, тяжелый, угнетающий, полный отчаяния и поучительный фильм. Шокирующий, и особенно воздействующий на зрителя из постсоветского пространства. Ибо (браво Кристьяну Мунджу!) настолько реалистично передана эпоха, обстановка, настроение — что к концу фильма начинает казаться, что все произошедшее случилось с людьми, которых ты знаешь, которые живут по-соседству с тобой.

    Румыния 1987 года, период правления Чаушеску, запретившего аборты. Чаушеску хотел создать огромную нацию и думал, что таким способом сможет достигнуть цели. Демографический взрыв в последующие годы все-таки произошел, но через пару-тройку лет закономерно спал — потому что запрет абортов — это искусственный и непродуманный метод.

    Женщины все-таки научились избегать или бороться с нежелательной беременностью — разными путями, и один из них — в представленном фильме.

    Трагедия. Девочка-студентка Габицэ залетела. Нужно сделать аборт. Моральных аспектов о детоубийстве и т. д. не возникает абсолютно — это ужасно — но это так — и не только в коммунистической Румынии — вспомните хотя бы «Джуно», а еще лучше — свою личную жизнь — в нежном девическом возрасте, когда ты одна (!) и еще не ощущаешь себя женщиной, о собственных детях даже мыслить невозможно! Поэтому Габицэ можно понять. Когда срок растет, родителям говорить нельзя, нет денег и неоткуда ждать помощи, остается самый худший выбор — не думая о собственном здоровье, поскорее избавиться любым путем. Что и делает Габицэ. Еще не известно — будет ли она когда-нибудь иметь детей и самое ужасное, что она это понимает. Вот последствия непродуманной политики Чаушеску.

    Помогает Габицэ не кто иной, а подружка Отиллия, которая живет вместе с Габицэ в общежитии. Абсолютно реалистично. Кристьян Мунджу передал жизнь в общаге крайне точно до самой последней мелочи. общежитские подруги знают о тебе все. И эта дружба так крепка, что Отиллия, даже не осмысливая, ложится в постель с Бебе, потому что нужно помочь Габицэ, а денег нет.

    Деваться некуда и колесо давно уж закрутилось — снята комната в гостинице на три дня — за нее ведь уже уплачены деньги, срок беременности уже большой — целых 4 месяца… Думаю, что практически каждая, оказавшись в подобной ситуации, бедная и молоденькая девушка поступила б также, как Габицэ.

    Что хотел сказать этим фильмом автор? На мой взгляд, во-первых, показать реальную действительность последних лет борьбы за коммунизм — на примере частного случая — Румынии. Удалось, я советская представительница молодежи 80-90ых годов, словно побывала в своем прошлом — и общага, и гостиницы, и люди, и улицы, и родители однокурсников, и их квартиры, и безденежное уныние, и всеобщее безразличие, и безвыходность — вс отражено в фильме.

    Во-вторых, последствия непродуманной политики — об этом мы уже говорили. Также удалось.

    Работа сделана действительно мастерски. Тонкая психологическая драма в практически документальном кино. И это удивительно. Статичная камера, длинные кадры, минимум монтажа, отсутствие музыки (вы заметили?), продуманность деталей — все это сработало на силу восприятия. Зритель все время находится в нарастающем напряжении.

    Отсутствие сцен насилия — лишь усиливает впечатление от них — происшедшее наяву упростило бы, а оставшееся в воображении — угнетает сильнее. А вот сцена с эмбрионом в финале — по-настоящему шокирует. Конечно потому, что в реальности мало кто ЭТО видел. Каждый из нас примерно представляет, но когда практически держит это в руках — мощнейший эффект!

    Ну и конечно, отработанный сценарий, в ходе которого последовательно раскрываются характеры. Габицэ — внешне неуверенная, слабая, но как оказалось — натура эгоистичная и более сильная, чем Отиллия. Вспомните сцену в ресторане — она нашла в себе силы спуститься в ресторан, быть сдержанной на протяжении всего действия, и при этом использовать свою подругу на все сто. Пока Отиллия бегает и ищет пути избавления от плода, Габицэ сидит преспокойненько в ресторане и покуривает…

    А вот Отиллия — наоборот. Представляется сильной натурой, знающей, что делать, но после сцены безропотной подготовки к половому акту — обнажается вся ее беспомощность и незрелость.

    Ну а Бебе — просто чудовище — блестяще сыгранная роль, действительно шанс для немолодого неизвестного актера.


    Фильму 10 из 10 за мастерство режиссеров, операторов и актеров.
    Сложно поставить 10 за кино, которое убивает надежду.

    10 сентября 2008 | 11:37

    Четыре серовато-панельные стены, контрастирующие с парадно-выходной клеенкой, кирпич, приспособленный одновременно для обогревания комнаты и подготовки воска для эпиляции — социалистически надежный общажный антураж чаушескуленда конца 80-х. Апельсиновый «Тик-так», пачка «Кент», кассета с «Поющими в терновнике» — фарцованный капиталистический ширпотреб мечты того же времени. Быт румынских студенток размерен: порадоваться нечастому гостю — горячей воде, прогулять занудные пары в Политехе, диплом которого спасет от распределения в деревню. Только Отиллия чересчур деловита: носится по городу в поисках гостиничных номеров, ждет встречи с подозрительным типом с дурацким именем Бебе, теребит ромашко-робкую соседку Габицэ с напоминаниями о полиэтиленовой простыне. Почему героиня предпочитает вечер в компании этих двоих юбилею будущей свекрови, где можно зорко всматриваться в коммунистическое будущее марксистским взглядом? Она всего лишь разгадывает ребус «Когда четыре месяца, три недели и два дня равны от пяти до десяти лет». Правильный ответ — при проведении нелегального аборта на позднем сроке беременности, и, если кто-то удивлен, отчего Габицэ с ангельским тембром не уберегла подругу-шалопайку от греха, то не стоит. Именно ей тихим голосом тяжело было убедить любовника не кончать внутрь.

    Три «магистральные идеи» фильма (осмысление прошлого, бытовая драматургия и интерес к экзистенциальным исканиям человека) — главные приметы новой румынской волны. Но слишком часто на фоне осуждения режимов или социальных портретов поколения отдельный персонаж рискует потеряться, слившись со стройными ахроматическими рядами. Однако в случае «4-3-2» этого не происходит — несчастье одного преломляется здесь через призму историчности и жанровости. Румыния тех лет — страна, в которой даже замызганный номер можно снять за баснословные деньги и только по протекции за пачку качественного курева. Уже с первого взгляда очевидно, не что иное, как тотальное наплевательство уничтожило государственные порядки по эту сторону Варшавского договора. Коммунистический принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» стал синонимом лени, равнодушия и безынициативности, а «товарищи» — паразитами, поедающими симбиотического партнера, как, например, это происходит с присосавшейся к Отиллии никчемной пиявкой Габицэ. Противоречащие принципам гуманизма законы лишают человека одного из естественных прав — стремления к счастью, вынуждая приспосабливаться и выживать благодаря беспрестанной изворотливой лжи. Критикуя отмирающую формацию, демонстрируя ее объективные недостатки, но не скатываясь в обличающий памфлет, Муджиу в части бытовой не так категоричен. Поднимая неоднозначную тему абортов, режиссер имеет лишь один выход. Он выбирает отстраненную, бесчувственную, даже немного апатичную манеру съемок, чтобы не удариться ни в патетичность и заламывание рук по поводу нелегкой женской судьбы, ни в «чернушность» басковского пошиба с детальным изображением всех технических подробностей процесса прерывания беременности или половых органов. Ручная камера, используемая от безысходности и безденежья, выступает главным кинематографическим оружием. Этим творческий метод режиссера перекликается с подходом представителя другой новой волны, иранской, Асгаром Фархади. Долгие планы с плавными переходами бесстрастно фиксируют как приготовления Бебе к процедуре и ее отвратительный результат, так и застолье, на котором Отиллия превращается в такого же экстроспективного наблюдателя за чужой «стабильной» жизнью, какими Муджиу и оператор Муту оставались на протяжении ста тринадцати минут для героев.

    Два распространенных женских типажа, эдакие румынские Розоческу и Беляночкяну, встретятся снова, хоть и под другими именами, когда режиссер вернется к теме разбалансированной женской дружбы в картине «За холмами», где одна из подруг будет рисковать свободой и жизнью ради, как ей кажется, благополучия другой. И, если Отиллия и ее мировоззрение версии 2,0 оказываются выкидышем социалистической системы, то в дальнейшем феминистический мотив творчества режиссера поставит под вопрос состоятельность любой консервативной доктрины. Примечательно, что все персонажи кажутся так или иначе главными для этой истории, способной перещеголять шугейз беспросветностью и безнадежностью. Но на самом деле «мясник» Бебе, бойфренд Ади, даже Габицэ, вокруг которой разворачиваются события, просто исполняют роль рычага, способствующего внутренним изменениям Отиллии. Девушка начинает этот день как любой другой, ведь в условиях законодательства о контрацептивах тогдашней Румынии жизнь студенток проходит весело не от сессии до сессии, а от аборта до аборта. Она не считает происходящее чем-то из ряда вон выходящим, всего лишь плевое дело избавления от нежелательных последствий беспечности своей подруги. Но неожиданно на нее сваливается груз ответственности за синюшный комок, она вынуждена заискивать перед людьми, облеченными мало-мальской властью, ей приходится предлагать тело в качестве оплаты за услуги, что в итоге приводит к душевному перелому, и вот уже оператор в лихорадочном забеге пытается догнать Отиллию, чтобы не упустить момент катарсиса. Трагично? Da. Цинично? Desigur. Депрессивно? Fara indoiala. Но, быть может, только такие личностные кризисы и лепят характер, способный разрушить берлинские стены на всем постсовковом пространстве, и, глядя на постер, на котором измученная героиня пристально всматривается в свое отражение в зеркале, невольно задумываешься, какой силой духа обладаешь ты сам.

    12 апреля 2014 | 21:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    1 октября — последний день для представления фильмов на иностранном языке к рассмотрению их Американской киноакадемией. Дания выбрала «Охоту», Израиль отдал триллер «Вифлеем», Гонконг — эпик «Великий мастер», Иран — драму «Прошлое», а Россия — «Сталинград». КиноПоиск рассказывает, как проводится голосование в этой номинации и что изменилось по сравнению с прошлым годом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Летят журавли», «Сладкая жизнь», «Апокалипсис сегодня» — эти и другие картины, многие из которых уже стали классикой кино, начали свою жизнь в качестве призеров Каннского кинофестиваля. Обладатели «Пальмовых ветвей», о которых стыдно не знать киноманам, объединены в подборке КиноПоиска(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Лауреат Каннского кинофестиваля Кристиан Мунджиу рассказывает о том, почему ждал семь лет, чтобы снять «За холмами», и почему это история о любви, а не о религии. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles28 523 147
    2.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy25 115 564
    3.Типа копыLet's Be Cops17 813 722
    4.Неудержимые 3The Expendables 315 879 645
    5.ПосвященныйThe Giver12 305 016
    15.08 — 17.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles187 579 988
    2.Неудержимые 3The Expendables 3135 470 468
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy124 619 645
    4.Навстречу штормуInto the Storm51 151 545
    5.Тайна четырех принцесс24 560 902
    14.08 — 17.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 285 313921 481
    Деньги565 685 382 руб.239 148 657
    Цена билета247,53 руб.3,45
    14.08 — 17.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    220.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.098
    221.ПодменаChangeling8.098
    222.Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный ударStar Wars: Episode V - The Empire Strikes Back8.098
    223.В диких условияхInto the Wild8.098
    224.ЧаплинChaplin8.097
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.01%
    37.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales91.96%
    38.Терминатор 5Terminator: Genisys91.93%
    39.Мир Юрского периодаJurassic World91.92%
    40.Человек-муравейAnt-Man91.58%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Кавказская пленница!4
    Зеленое крылоGreen Wing7
    Жизнь прекрасна50/50109
    Генерал Делла РовереIl Generale della Rovere2
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Неудержимые 3The Expendables 36.276
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.526
    ПосвященныйThe Giver
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Если я останусьIf I Stay28.08
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    премьеры