всё о любом фильме:

4 месяца, 3 недели и 2 дня

4 luni, 3 saptamâni si 2 zile
год
страна
слоган«How far would you go for a friend?»
режиссерКристиан Мунджиу
сценарийКристиан Мунджиу, Разван Рэдулеску
продюсерКристиан Мунджиу, Олег Муту, Филипп Аврил, ...
операторОлег Муту
композитор-
художникМихаела Поенару, Дэна Истрате
монтажДана Бунеску
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$69 897
зрители
Франция  297.6 тыс.,    США  166.9 тыс.,    Италия  142.6 тыс., ...
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время113 мин. / 01:53
Румыния, 1987 год. Последние годы коммунистического режима Николаэ Чаушеску. Студентки Отилия и Габицэ — соседки по общежитию. Габицэ беременна. Аборты запрещены и являются уголовным преступлением.

Подруги с трудом собирают сумму, необходимую для нелегального аборта. Отилия снимает номер в дешевой гостинице. Днем у нее запланирована встреча с неким господином Бебе. Обеим девушкам предстоит впервые пройти через подобное испытание. Кто из них пострадает от этого больше? 
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
128 + 6 = 134
8.4
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В заключительной ресторанной сцене, на фоне звучит песня Адриана Даминеску (Adrian Daminescu) «Si m-am indragostit de tine» (И я так в тебя влюбился).
    • Несколько сцен фильма были сняты в гостинице «Астория» в Бухаресте.
    • Фильм официально был выдвинут от Румынии на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (Best Foreign Language Film).
    • Съёмки фильма были завершены ещё осенью 2005 года. Почти за полтора года до премьеры в Каннах в мае 2007 года.
    • Первоначально фильм задумывался как сатирическая лента под названием «Сказки золотого века».
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене покупок в общежитии Отилия просит у продавца оранжевый «Tic Tac» (вкус апельсина), но вместо этого получает красный (вкус корицы).
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но в сцене, где Отилия выходит из такси около грузчика, на фоне видны припаркованные автомобили, в том числе желтый Daewoo Matiz (произведен после 1998) и синий Dacia Logan(произведен после 2004).
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но использованные трамваи были введены в Румынии только в 1990 году.
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но в общежитии, в комнате у героинь, висит портрет Кристен Данст из постера фильма «Девственницы-самоубийцы», премьера которого состоялась в 1999 году.
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но в сцене где Бебе и Отилия подъезжают на машине во двор, видны некоторые старые выпуски автомобилей Dacia, у которых передний и задний бамперы вышли в продажу в 1994 году. Зеркала заднего вида у автомобиля Бебе, также поступили в продажу после 1990 года.
    • Действие фильма происходит в Румынии в 1987 году, но в разных сценах фильма можно увидеть на домах современный ПВХ стеклопакет. Эта технология была введена в Румынии после 1990 года.
    • После главной сцены фильма, когда Отилия готовится выйти из комнаты гостиницы, она поправляет шарф под сумочку. Спускаясь по лестницам, шарф уже расположен над сумочкой. В трамвае шарф снова под сумочкой, а выходя из трамвая он опять оказывается над сумочкой. Та же ошибка обостряется в сцене где Отилия поправляет сумочку над шарфом и выходит из квартиры своего парня. При смене кадра телодвижение не прерывается, но сумочка чудесным образом оказывается под шарфом.
    • В застольной сцене, именинница рассказывает как она для окраски пасхальных яиц добилась синего цвета, смешивая желтый с зелёным. Что совершенно невозможно, потому что синий основной цвет и путем смешивания он не проявляется. На самом деле можно получить зеленый, смешивая желтый с синим.
    • В заключительной ресторанной сцене Отилия просит у официанта бутылку минералки, но ей приносят пустой стакан.
    • еще 6 ошибок
    Трейлер 01:48

    файл добавилZlata---Bondar.

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 317 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ведущая тема фильма «4 месяца, 3 недели, 2 дня» — тема взросления. Причем взрослеет не девушка (Габби), которая перенесла страшное событие и физически и морально, а её подруга (Отилия), которая помогала в преступлении. Так в какой же момент Отилия переоценила свои ценности, свою жизнь? Сам процесс аборта в ней не вызвал резкого резонанса — она к этому действу была подготовлена, она знала, что это случится. Мы видим, как она разрывается — девушку ждут на празднике, ведь никто не знает о том, что она пережила унижение из-за безалаберности и инфантильности подруги.

    Отилия, обещая отзваниваться, бежит на день рождения матери своего парня. Она молча наблюдает за родителями, даже пробует блюда, дабы не обижать хозяйку. Хотя на данный момент её больше волнует не вкусная праздничная еда, а состояние Габби. Ведь пока никого нет рядом может произойти все, что угодно. От беспокойных мыслей Отилию отвлекают праздные разговоры гостей. Её внимание переключается.

    Родители говорят: «Ничего. Из простых семей бывают тоже хорошие люди». При этом родители не стесняются Отилию — девушку как раз из простой семьи, которая ведет себя более воспитанно и сдержанно, чем эта интеллигенция. Отилия понимает, в каких условиях рос Ади — её молодой человек. Обстановка на празднике ей чужда. Она позволяет себе закурить, дабы немного оправиться от пережитого шока. Этот поступок сразу же подвергается осуждению со стороны дедушки. Конечно, он не знает её сегодняшних «приключений», но воспитанный интеллигентный человек, которым он себя мнит, не станет заниматься нравоучениями в присутствии посторонних, да еще и во время праздника.

    «Что бы ты сделал?» — открыто спрашивает Отилия Ади. Парень начинает запинаться, мямлить, находить общие фразы для ответа. Он бы бросил беременную девушку, также как бросил некий молодой человек Габби. Ади задумался о такой ситуации очевидно впервые. «Конечно, это же не твоя забота» — язвительно отмечает Отилия. Если бы он призвал на помощь своих родителей врачей, никто бы не стал связываться с простушкой из деревни, подвергая себя риску быть арестованным. Его мама, которая заботливо приносит мороженое в комнату взрослому сыну, посоветовала бы найти себе «приличную девушку». Конечно, мы не знаем наверняка, как мог бы развиваться такой сюжет, но спрогнозировать, исходя из поведения родственников за столом, можем.

    Эпизод, в котором родители Ади отмечают праздник, становится одним из ключевых в фильме. Он заостряет то, что зритель понял интуитивно. Здесь также прослеживается политический мотив. Недаром события картины поставлены в предреволюционные исторические условия, когда режим Чаушеску терпит крах. Народ Румынии чувствует себя как инфантильная Габби — беспомощно. Страна погрязла во внешних долгах, и это напрямую сказывалось на простых людях. Власти буквально перекрывали воздух народу: для экономии средств, подолгу отключалась горячая вода и электричество — факторы необходимые для жизни. Отилия — сильная молодая женщина, именно такие как она и принесут на своих плечах революцию спустя год после событий фильма.

    Отилия переживает несколько этапов взросления по ходу фильма. Ищет деньги, пытается снять номер, договаривается с врачом, «оплачивает» его услуги из-за нехватки наличных — как будто она, а не Габби переносит аборт. Ступень выше — осознание того, что помощи ждать не придется от своего партнера. Дальше — Больше. Отилия едет с плодом в сумке, небрежно завернутым в окровавленное полотенце. Она выбрасывает его уже не как физическую улику. В этом плоде осталась и её дружба с Габби, и любовь к парню и беспечность молодости. Отилию тошнит на улице, а беззаботная Габби спокойно спит, затем заказывает в ресторане блюда, состав которых невольно вызывает дрожь (мозги, обилие мяса). «Давай не будем никогда вспоминать об этом» — предлагает Отилия. Габби в ответ с аппетитом жует пищу.

    3 февраля 2014 | 17:57

    Очень длинный и скучный ролик о вреде абортов и пользе контрацептивов.
    Да, мужики козлы. И некоторые врачи коррумпированы.
    Радует, что сборы в России — что-то около 60 тыс. долларов.

    Это — «перестроечное» кино, запоздавшее на 20 лет — как раз с того самого, 87-го года, с которым связаны, видимо, самые недобрые воспоминания тогдашнего юноши девятнадцати лет автора сценария, продюсера, режиссёра Кристиан (а?) Мунджиу.

    Представляя каннскую расфуфыренную публику, в бриллиантах напрокат умильно ужасающуюся «грязному натурализму сексуальной несвободы и нищеты», ни на секунду не удивляюсь их щедрости на похвалы этому фильму.

    Нам, с высоты опыта перестройки, не свойственно восторгаться.

    25 мая 2008 | 22:15

    «Прошлое-это локомотив, который тянет за собой будущее. Бывает, что это прошлое вдобавок чужое. Ты едешь спиной вперед и видишь только то, что уже исчезло. А чтобы сойти с поезда, нужен билет. Ты держишь его в руках, но кому ты его предъявишь?» (с) Пелевин

    Титры. Холодный озноб. Отилия. Такая реальная съемка и такая настоящая боль в глазах. Ловлю на мысли — дышу с ней в такт. Вижу, словно, не её, а себя, бегущей по ступенькам… остановка, автобус, мысли… у каждого свои, своя собственная шизофрения. Я чувствую, как стылый воздух стягивает горло, сжимает легкие, и густая тьма, прорываемая тусклым отблеском желтых фонарей, давит на грудь; как воздушные выдыхаемые капельки разбиваются о засохшие дрожащие губы. Тихий и жуткий звук подготовки мед. инструментов, пронзительный скрежет пилочкой по ампуле… потрескивание латексных перчаток… и жгучий бессловесный упрек, застывший в каждом атоме этой разлагающейся атмосферы. Негодование, мольба, отвращение и стыд. Сперло дыхание. Крохотное кровавое тельце и мусорная свалка, ставшая последним приютом несостоявшегося человека.

    Хочется встряхнуть себя, её и закричать! Зарыдать! Роптать на судьбу, на такой неудавшийся день. Возможно, на самый тяжелый выбор. На парня, безответственного, хоть и с оттенком влюбленности и беспричинного извинения (ради высокой цели поиметь тебя в следующие выходные!). Главное, что он делает, так это дает в полной мере ощутить себя одинокой, особенно, когда ты пробуешь на вкус уже реальную угрозу. С таким же видом он мог интересоваться прогнозом погоды или просвещать в плане королевских пингвинов.

    Энергична, сосредоточена, последовательна, задаешь вопросы по существу, приспосабливаешься к обстановке, достаешь дефицитный «Kent», вполне адекватна. А вот подруга твоя круглый ноль. Ни номер в гостинице заказать, ни о встрече договорится, в крайних мелочах крайне неуверенна. Бледненькое, худенькое тельце, несуразно перемещающееся, и счастливое в своей глупости. Ты смотришь в её овечьи глазоньки и каким-то образом жалеешь эту бестолковую наивную дурочку с робеющим голоском и болезненно растерянным личиком. И как она только может выжить без чьего-либо вмешательства? И ты жалеешь! И даже, тогда, когда на тебя сваливается одиозный доктор (да ещё с какой-то претензией на порядочность), который очень культурно предлагает подергать своим прибором у тебя между ног. Этот неудавшийся любовник/муж/сын, обладает жадностью самоутверждения за счет залетных девушек и старушки матери. Жестокий аморальный ублюдок.

    Тебе ровным счетом плевать (не твои это проблемы!), но климат гостиничной комнатки все больше взвинчивает клетки. Тебя просто прижимают к стенке. Сама Габицэ достаточно косвенна в роли палача, а ты слишком добродетельна, чтобы эта помощь могла считаться долгосрочным вложением ради получения довольно расплывчатых дивидендов в виде аналогичного содействия. Ты смотрела на неё, но видела себя. Не холодный просчет, а не что иное как человеческое сострадание возбужденное острой восприимчивостью. А разговор по этой теме с МЧ — это заключение для него же. История с Габице только свела к более быстрой и точной формулировке их отношения.

    А дальше… нависла черная дыра с праздником в кругу семьи МЧ (ты же не можешь не сдержать обещание!), и по темным проулкам спешишь ублажить ещё одну особу. И закрутилось, запенилось… в мозговой «биг тейсти», начиненный куриной кожицей, так не любимой «дядей Васей» и картошкой в мамалыге, которое готовит «тетя Галя». А они всё… о еде. Ну сколько же можно? Мелькает в воспаленной голове, не так давно осведомленной в области избавления от эмбрионов и нецелесообразности размещения его в местах раскапывания собаками и смыванием в туалет, который может засорится его кусками. Все вокруг в любопытнейшем разговоре о потрескавшихся пасхальных яйцах и священнике пьянице. И захлестнула чудовищная амплитуда. И даже в таком состоянии ты гордо и терпеливо несешь свое бремя, принимая моральные пощечины.

    Беспристрастно, с видом а-ля ОРВИ, Габицэ сидит за столом, неторопливо потягивая сигарету. Приносят ароматно и горячо парующие «говядину, свиное филе, печень, мозги», как раз очень кстати появившемуся аппетиту. И здесь то все ответы. И почему сама не пошла на встречу, и почему врала. В легком замешательстве ты просишь стакан воды. В заключение парусекундный взгляд, который невозможно стереть из памяти. Немой вопрос и глубокое разочарование. Мир сыплется сквозь залатанные дыры… Пещинка за пещинкой.

    4 месяца, 3 недели и 2 дня… срок, когда человек лишен выбора. Его трагедия развивается параллельно, где-то на заднем фоне происходящей драмы. Да, аборты стали разрешены, а вот люди остались те же. И великое чудо рождения всегда может обернуться бритвой по венам в случае дерьмового материнства.

    Ничего лишнего. Кратко, насыщенно, без сентенций, больно и прямо в сердце.

    12 ноября 2011 | 11:15

    Сей фильм повествует о последних годах коммунистического режима Николаэ Чаушеску. Две студентки, проживающие вместе в общежитии, Отилия и Габи, решаются на аборт, который необходимо сделать Габи, однако в то время аборты были запрещены и являлись уголовным преступлением.

    Режиссер Мунджиу показывает нам как, собственно, это все и происходило. Фильм снят в документальной стлистике максимально отстраненно, но… просто убил эксплуатационный приём с лежащим на полу 5-месячным плодом. Это одно.

    Поведение персонажей для меня очередная загадка. Что за дружба такая у барышень. что за женская солидарность, из-за которой Отилия отдается подпольному спецу по абортам, чтобы тот таки избавил Габи от пикантной ситуации. Потом сама же выкидывает плод в мусоропровод, нам показывают типа угрызения совести и вскоре барышни смотрят меню в ресторане гостиницы, где была проведена операция.

    Давеча читал в нете интервью Мунджиу о том, что это фильм, который должен оздоровить румынскую нацию от режима Чаушеску. Люблю когда люди выдают желаемое за действительное.

    Обычная бытовая история, которая «излечит» любую нацию, если детям в школе показывать сию фильму в качестве акции «Мы за безопасный секс!»

    Юмор жюри мною не понят.

    5 из 10

    20 февраля 2009 | 13:27

    Фильм, отобравший пальмовую ветвь у блистательных «Стариков» братьев Коэнов. Очень крепкая социальная драма, получившая этот приз все же авансом. Да и чего лукавить вовремя попавшая в Канны. Но если отбросить все страсти по каннской ветви, то можно разглядеть кое-что интересное. У режиссёра румына Кристиана Мунгиу довольно неплохо вышла попытка поиграть на поле поляка Кшиштофа Кеслевского. Да и фильмы их очень схожи по духу и поднятым нравственным проблемам. Собственно и соцлагерь один на двоих.

    Мунгиу только пытается отличиться новаторскими приёмами подачи материала, старается заново изобрести велосипед. Ручная камера, почти постоянно болтающаяся на плече режиссёра, практически никакого монтажа и полное отсутствие музыки. Параллельно тем же курсом двигаются и бельгийцы братья Дарденн.

    Только вот задачи у коллег немного разные. Мунгиу своими методами добивается того, что его картина очень скоро мало чем напоминает собственно фильм. Происходящее на экране становится своеобразным слепком с общества того времени, уже ушедшей эпохи. Даже окружающая обстановка чересчур аутентична. Временами складывается впечатление, что фильм снимался не в нашем времени, а в том самом 1987 году.

    Современность кино выдает только ручная камера. Автор предлагает зрителю картину, которая вполне могла стать одной из новелл «Декалога». Последние годы коммунистического режима. Запрет на аборты. Однако на что есть запрет, то можно нарушить. Мунгиу абстрагируется от осуждения данного действа. Его камера последовательно фиксирует этот процесс, но не более того. Никаких выводов и упрёков.

    Обычная жизнь, в которой может случиться всё что угодно. Обстоятельства в некоторых случаях могут быть сильнее человека. Гораздо больше режиссёра интересует персонаж Аттилии, девушки, взвалившей на себя проблемы другого человека. Настоящего и верного друга. Причём без какой-нибудь корысти и выгоды. Бывает так, что после таких серьёзных жизненных перипетий друзья либо расходятся, либо их дружба становится крепче. Но в этом случае далеко не всё так однозначно.

    Аттилия жалеет свою непутевую подругу, из-за которой пришлось отдать то самое дорогое, что есть у женщины. Её честь. Но развязки не последует — последний кадр так и закончится. Ничем. Да-да, концовки, в её привычном нами с вами понимании просто нет. Нет и всё. В обычной жизни её может и не быть. Только в Голливуде вам всё разложат по полочкам и объяснят. А здесь только тишина… Жизнь продолжается и каждому нести свой груз дальше. И поскольку Аттилия не хочет нести свой, ей придется нести чужой. Дай то бог, чтобы не до конца жизни. Всё-таки жертвенность не в чести. Что тогда, что сейчас.

    Но без таких людей тоже нельзя. Кому-то же надо замаливать наши грехи. Иначе индульгенции от Господа Бога нам не видать, как своих ушей. Шокировать Мунгиу не собирается, демонстрируя даже совсем как-то буднично бытовые ужасы. И не во времени дело, хотя от него многое зависит. Очень много зависит от людей, их совести и поступков, которая оная им разрешает совершать. Аборт так аборт, главное, чтобы потом не было сложно жить с этим.

    А если кадр с завёрнутым в полотенце человеческим эмбрионом на полу всё же кого-то заставит крепко задуматься, или пересмотреть что-то в своей жизни, то тогда фильм не прошёл зря. Побольше бы таких картин. Потому что жизнь давно уже нас ничему не учит. А Мунгиу еще подрастет и отточит свое мастерство в дальнейших фильмах. В этом я практически не сомневаюсь. Правда, если не одно большое но… И имя ему Голливуд.

    17 ноября 2008 | 03:51

    Как известно, друзья познаются в беде. Поговорка есть такая. Правда, можно не дожидаться неприятностей и самим организовать тестирование личностей, прибегнув, по совету Владимира Семёновича Высоцкого, к совместному участию в каком-нибудь (не обязательно альпинизм) экстремальном занятии.

    С двумя подругами по студенческому общежитию, Отиллией и Габитой, кажется, случилось и то, и это. Беда — это нежелательная, оказавшаяся запущенной сверх всякой меры, беременность Габиты, а экстрим — это проведение организованного совместными усилиями подпольного аборта.

    В современной Европе, такого вообще не должно было случиться. Контрацепция избавила бы от первого, а цивилизованное законодательство — от второго. Однако ж в Румынии эпохи Чаушеску, когда за аборт дают от трех до десяти лет тюрьмы, прерывание беременности сродни экстремальному виду спорта, когда неизвестно как повезёт и куда вывезет.

    Вряд ли Габита слышала что-нибудь о Высоцком, да и не собиралась она испытывать свою подругу на прочность, просто, знаете, есть такая категория людей, которые любят паразитировать на хороших отношениях с товарищами, эксплуатировать дружбу в своих личных интересах, организуя для себя дорогу с односторонним движением. Габита как раз субъект такого рода.

    А что Отиллия? Из той категории людей, что ввязываются в дело, не представляя себе, чего это будет стоить и какой ценой достанется, оказываясь перед жёстким выбором, когда выбора уже нет, а отступать некуда. И что тому виной: беспечность девушек или кондовый социализм с нечеловеческим лицом?

    Кристиан Мунджу, по всему видно, отдаёт первенство человеческому фактору. Персонажи его фильма сжились с системой, адаптировались к специфическим отношениям, когда пачка импортных сигарет помогает решать сложные проблемы, когда за всем глаз да глаз и тотальный надзор. Они успешно преодолевают бытовые трудности, знают, как достать, у кого можно взять, к кому можно подъехать и как подвалить. Кризис обнажает их личность.

    Отиллия, в горячке и суете не сразу понимает, что к чему. Габита некоторое время выглядит полной дурой со своими «я думала», «я слышала», «мне сказали», пока за этими недоумениями не проступает спокойный и выверенный расчет лицемерного циника, эксплуатирующего доверие своей подруги.

    Отиллия шокирована холодным равнодушием подруги к процессу и его последствиям, но настоящий ужас у неё вызывает мысль о том, что на месте Габиты завтра может оказаться она. Да, да: «Если завтра залёт, если завтра аборт — будь к аборту такому готов!» Отсюда следует выговор и выяснение отношений со своим беззаботным другом, обнаруживающим не то растерянность, не то здоровый инфантилизм.

    Картинка вырисовывается такая: они были знакомы, но мало друг друга знали. Случай открыл им глаза, но это не значит, что у них есть шанс исправиться. У кого-то есть, у кого-то нет, а кто-то и вовсе не собирается. Всё ведь вышло. И надо забыть. Суть в том, что все здесь заботятся о себе, и никто при этом не задумывается о том, что выброшенный в мусоропровод плод — суть плод их жизни, случайной, бессмысленной и бесцельной.

    Лишь только раз рукодел от медицины произносит слово «убийство», которое не останавливает никого из трёх участников этого процесса. Одержимость женщин, помноженные на азарт и предприимчивость мужика, согласного участвовать в мокром деле за натуральную оплату телом своих клиенток — делайте выводы.

    Кино из серии «О времена, о нравы!» Обычное европейское кино, в Америке подобные работы часто проходят по линии независимого кинематографа, обнажающего и шокирующего, открывающего лицо и вскрывающего подноготную. Это нормально: плеснуть с экрана немного едкого калия, заставить зрителя зажмуриться и вспомнить о разных там «общечеловеческих ценностях», существующих независимо от политического строя.

    У Кристиана Мунджу так и вышло. Добавьте к этому умение режиссёра нагнетать напряжение и регулировать темп действия, замедляя и даже растягивая события, концентрируя внимание и обостряя зрительские рефлексы, а также обученность оператора напрягать изображение дрожью от трясущейся камеры — вот вам и доморощенный представитель жанра.

    Европа это заметила и оценила. Для Румынии, лишь с января 2007 года ставшей членом Евросоюза Каннская золотая пальмовая ветвь, которой удостоился этот фильм, стала знаковым событием: теперь румынские кинематографисты могут гордо сказать: «Нас приняли!»

    4 ноября 2007 | 20:42

    Фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — главная сенсация в европейском кинематографе 2007 года. Шутка ли, низкобюджетный румынский фильм завоевал главную награду самого престижного, Каннского, фестиваля в мире и еще целое множество других наград, в том числе и премии французской Киноакадемии.

    Фильм Кристиана Мунджиу погружает нас в атмосферу социалистической Румынии времен диктатуры Николау Чаушеску. Надо сказать, атмосфера передана очень реалистично. Кто же, как не зрители из стран бывшего соцлагеря могут оценить этот факт. Типичные здания, товарный дефицит, подпольная продажа западных товаров, невежливость персонала, одинаковые автомобили, тотальный паспортный контроль во всех учреждениях, серость и уныние во всем окружающем.

    Первая сцена показывает типичную комнату типичного общежития. В комнате две девушки, делающие какие-то нехитрые приготовления к одной болезненной и запрещенной процедуре. Сразу обращает на себя внимание оператора Олега Муту. Камера, как только оказывается в помещении. фиксируется в одной точке, и не покидает ее к концу сцены. Она практически неподвижна, только еле заметная легкая дрожь добавляет напряжения даже самым заурядным бытовым сценам. Прием не нов, но здесь он делает зрителя практически соучастником происходящего на экране. Работа Олега Муту, напомнила работу Харриса Савидеса, оператора другого нашумевшего лауреата Каннского фестиваля, фильма «Слон».

    Две подруги — Отилия и Габицэ. Отилия — взрослая не по годам, дельная и энергичная, знающая, где и что можно достать и как с кем можно договорится. Габицэ — инфантильная, неуверенная в себе, абсолютно не инициативная, но уже обремененная не детскими проблемами. Габицэ беременная и собирается сделать аборт. Аборт, вещь в те года, нелегальная и очень опасная. Ведь, сделанный в несанитарных условиях без докторского присмотра, может принести больше проблем, нежели избавить от них.

    И поможет им в этом бесчестный санитар из клиники по имени Бебе. Он бессердечный, и алчный, заработавший своей деятельностью, по тогдашним законам, как минимум высшую меру наказания.

    Только, надо сказать, режиссер никоим образом не удается в ненужное морализаторство. Ведь, решение девочки сделать аборт в такой грязный способ всего лишь реакция на общество, в котором ей приходиться жить. Тоталитарный контроль со стороны власти, недоступность средств контрацепции, и от этого еще более сильное желание быть взрослой. И как результат: еще один эмбрион может оказаться в мусоропроводе высотной многоэтажки.

    Хотелось бы отметить актеров, исполнивших главные роли. Анамария Маринка в роли Отилии — хорошо и ярко исполненная сложная роль. Лаура Василиу — роль Габицэ, серой и незаметной, скрывающего за своей детскостью и наивностью расчетливый ум. Бебе в исполнении Влада Иванова — герой того времени, серый и незаметный снаружи, но циничный и расчетливый внутри.

    Все главные персонажи картины типичны для подобного рода общества. Неординарная и предприимчивая Отилия, запуганная и непрактичная Отилия, черствый и циничный Бебе — дети своего времени, когда все, что запрещено все равно подпольно делается, за тем одним отличием, что еще предоставляется возможность заработка подонкам вроде Бебе и, потенциально не одна поломанная обстоятельствами судьба.

    Фильм тяжелый к просмотру, но не своим сюжетом или характером персонажей, а той гнетущей атмосферой тоталитарного общества, которая чувствуется во всем. Но одновременно именно этим он и подкупает, ты погружаешься все глубже и глубже в то повсюду царящее уныние и серость.

    Фестивальное кино. Вполне заслуженный успех.

    12 февраля 2008 | 23:06

    Фильм не о социалистической реальности. В любом обществе жизнь найдет способ проверить тебя на прочность, и коммунистическая Румыния — это всего лишь фабула, и, к счастью, это кино куда больше, чем просто фабула. Фильм об ответственности, фильм о взрослении, фильм о дружбе, фильм о женщинах. Не знаю, как воспринимают эту картину мужчины, но почти любая женщина, начиная с определенного возраста, поймет главных героинь и прочувствует их горе, может и не примет их, но поймет.

    Габита не отличается волевым характером. Можно себе домыслить, что за нее всю ее жизнь все важные решения принимала ее довольно обеспеченная семья и что когда пришло время выкручиваться самой, ей ничего не оставалось, кроме как попросить помощи у более сильной духом подруги Отилии. И Отилия, естественно, помогает. Помогает даже когда Габита не решается попросить о помощи. Не потому, что она уж очень верная подруга, и не потому, что по глупости «полезла в воду, не зная броду», и даже не потому, что «каждый должен делать то, что должен», а потому, что может сама оказаться в точно такой же ситуации, и подсознательно уже начинает понимать, что случись с ней подобное, ей никто, кроме Габиты, не поможет. Вряд ли молодой человек Отилии, для которого так важна репутация его семьи, скажет ей в такой ситуации именно то, что она захочет услышать, и поэтому девушка ему просто ничего не станет говорить, а попросит Габиту о помощи, и может это и неправильно, но так легче, а это в таких ситуациях очень важно.

    Картина действительно снята очень реалистично, и при просмотре создается впечатление, будто умелый рассказчик ведет повествование о чьей-то жизненной истории. И именно поэтому осуждать героев или говорить о какой-то морали не получается — ведь это жизнь, а в жизни всякое бывает, и кто мы, черт возьми, такие, чтобы судить Габиту, или, тем более, Отилию. Фильм довольно тяжелый, потому что очень реалистичный, и ставя себя на место героев, ты сам не знаешь, поступил бы ты как-то иначе. Но все же ты переживаешь всю эту историю вместе с Отилией, как будто ты вместо Отилии, приобретая немного ее жизненного опыта из фильма.

    9 из 10

    И да, используйте контрацептивы, господа.

    10 апреля 2010 | 18:01

    Суровый диктаторский уклад Румынского государства 1987-го года, две подруги вне закона, одна ночь меняет все.

    Как ни странно предположить, победа на Каннском кинофестивале семилетней давности не обошлась этому фильму без многочисленных споров и скандала. На свет выходит продукт румынского производства, рассказывающий о тяжелой жизни румынских граждан, обитающих под влиянием Николаэ Чаушеску, внедряющего свою политическую идеологию в школы и университеты. Многие наверняка задавались вопросами: почему Румыния? Почему Мунджиу? Почему аборты? На мой взгляд не случайно здесь эта сложная и тревожная история, именно такой дерзкий ход режиссера позволил фильму набрать такую высоту в кинобизнесе, а так же, она служит контрастом для проявления моральных качеств персонажей.

    Отиллия помогает своей подруге Габите осуществить аборт, что накладывает на обеих ответственность не только за свою репутацию, но и собственную свободу. Фильм течет медленно, бытовушно, ненароком напоминая кино разряда «Догма95», на что указывает полудокументалистская операторская работа и четко выверенные эпизоды без монтажных склеек. Мунджиу, подстать мастистым режиссерам современности, вкладывает особые метафоры на протяжении фильма, ссылаясь то на социальное неравенство, то на проблему «маленького человека» в обществе.

    Фильм безусловно шокирует, но не доводит до инфаркта, своей реалистичностью и правдивостью, больше всего меня впечатлили действия отиллии в заключительных кадрах, когда та пробирается сквозь темные улицы. Это по истине артхаусный экшен, когда вместе с героиней ты пытаешься преодолеть паранойю и бешенное биение сердца в особо тревожные моменты.

    Дебютная лента Кристиана Мунджиу — действительно, кино с большой буквы и огромный скачок для румынского кинематографа, который обнадеживает на развитие европейской киноиндустрии в лучшую сторону.

    8,5 из 10

    21 сентября 2014 | 20:38

    Зрителю предстоит перенестись в 1987 год нашего недалёкого социалистического прошлого. Эта фестивальная лента расскажет об эпохе правления печально прославившегося диктатора Николае Чаушеску. В то время в обнищавшей Румынии средства контрацепции были практически недоступны, а за нелегальные аборты полагалось от 5 до 10 лет тюремного заключения.

    В центре сюжета оказываются две студентки политехнического университета — Габита и Отиллия. Почти половину ничего не поясняющего экранного времени фильма, подруги к чему-то старательно готовятся, занимают деньги, с трудом снимают номер в гостинице, встречаются там с неряшливого вида мужиком по имени Бебе… И только когда будет произнесено слово «убийство», сомнений больше не останется: Габита собралась делать тот самый нелегальный аборт, за который дают от пяти до десяти, а Отиллия ей в этом помогать.

    Внимание в фильме Мунджиу сфокусировано на Отиллии. Есть такая порода людей, которые всегда готовы помочь, и движет ими именно не желание оказать помощь, а какое — то абстрактное чувство справедливости, лишь потому, что «так должно быть», ведь кто-то должен выручать друзей. Отиллия беспрекословно выполняет все просьбы Габиты, искренне переживает за лучшую подругу, одним словом, ведёт себя в непростой ситуации разумно и спокойно, понимая, что это может быть их единственный способ избавиться от ещё не родившегося ребёнка.

    Габита, напротив, персонаж тут чуть ли не второстепенный. Все её наивные фразы «я думала», «я хотела» на деле вроде бы должны вызывать негодование исключительно условиями, в коих юной девушке пришлось очутиться, и поначалу это именно так. Однако, «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — фильм не только про нелегальный аборт, да и вообще он куда сильнее и проникновеннее. Ведь, правда, не могла же картина-агитка отнять у престижных конкурентов Золотую пальмовую ветвь только из-за вечно актуальной идеи, что, мол, запрет на аборты тоже не выход. Постепенно за всеми этими наивными «я думала» проступает холодный расчёт, желание взвалить свои проблемы на плечи ни в чём не повинной подруги, использовать её в своих низких целях. Нет, Габита точно недостойна жалости, ибо вся её подлая сущность не является порождением режима тотального контроля, он, этот режим, лишь обнажил в характере девушки то, что было прежде глубоко скрыто.

    Фильм целиком выдержан в рамках известной поговорки «друзья познаются в беде» и прекрасен он, прежде всего, детальным раскрытием характеров подруг. Расплата Отиллии за свою доброту к людям, по магической силе последних секунд картины и сопереживанию главной героине, сопоставима разве что со сценами из какого-нибудь «Рассекая волны» триеровской трилогии «Золотое сердце». Тяжкое осознание всего случившегося приходит к Отиллии куда позже, равно как и к зрителю, нож в спине даёт о себе знать лишь тогда, когда нанесённая Габитой рана уже полна яда, но этого мы уже не увидим, наблюдая, как по тёмному-тёмному экрану медленно ползут титры.

    Первое, что бросается в глаза с первых секунд просмотра картины Кристиана Мунджиу это полная историческая достоверность. На первом плане здесь знакомые, родные для жителей стран бывшего соцлагеря, серость и тотальный контроль. Типовые бетонные коробки многоэтажек, повсюду одинаковые автомобили, невыразительная, некачественная одежда, грубый персонал, постоянный поиск дефицитных товаров, и, конечно, повсеместные взятки.

    Унылую атмосферу тех лет подчёркивает полное отсутствие музыкального сопровождения и новаторская операторская работа. Стоит отметить отличную реакцию оператора на смену настроений режиссёра. В «нужные» моменты ручная камера то слегка отклоняется в сторону, то слегка подрагивает, а в одной из ключевых сцен этот бесхитростный приём удивительным образом получает способность со всей полнотой чувств передать безучастному наблюдателю по другую сторону экрана смятение и страх Отиллии.

    Живая и будто бы движущаяся сама по себе камера лишь на первый взгляд кажется любительским приёмом. На самом деле, именно на передаче настроения с помощью движений камеры (за отсутствием других ярких средств выражения) строится диалог режиссёра со зрителем. Сравнение нервных, полных напряжения эпизодов прогулки по ночному городу с рушащимся внутренним миром девушки, наверное, лучшая метафора.

    У картины «4 месяца, 3 недели и 2 дня» есть всё необходимое, обеспечившее ей безусловный успех: острая социальная направленность, чётко выраженная идея и полное отсутствие отступлений от неё, что проще говоря, называется тем самым форматом Канн. «4 месяца, 3 недели и 2 дня», получивший в Каннах Золотую пальмовую ветвь, в первую очередь — большое открытие для любителей кино, ну а для Румынии, лишь недавно вступившей в состав ЕС — огромное достижение. Необыкновенный фильм Кристиана Мунджиу, снятый без влияния каких-либо посторонних кинематографических традиций, т. е. в стране практически без развитой киноиндустрии вновь напоминает нам о том, как мало нужно для рождения глубочайшего произведения: всего-то ясная голова режиссёра, да тонкое мастерство оператора. Для кинематографистов, небольшими средствами достигших высоких целей в ленте «4 месяца, 3 недели и 2 дня», победа в Каннах, это действительно, торжество содержания над формой, одновременно и неожиданный и как будто бы долгожданный триумф румынского кино.

    25 июля 2009 | 16:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    1 октября — последний день для представления фильмов на иностранном языке к рассмотрению их Американской киноакадемией. Дания выбрала «Охоту», Израиль отдал триллер «Вифлеем», Гонконг — эпик «Великий мастер», Иран — драму «Прошлое», а Россия — «Сталинград». КиноПоиск рассказывает, как проводится голосование в этой номинации и что изменилось по сравнению с прошлым годом. (...)
     
    все новости

    Статьи


    «Летят журавли», «Сладкая жизнь», «Апокалипсис сегодня» — эти и другие картины, многие из которых уже стали классикой кино, начали свою жизнь в качестве призеров Каннского кинофестиваля. Обладатели «Пальмовых ветвей», о которых стыдно не знать киноманам, объединены в подборке КиноПоиска(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Лауреат Каннского кинофестиваля Кристиан Мунджиу рассказывает о том, почему ждал семь лет, чтобы снять «За холмами», и почему это история о любви, а не о религии. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Загадочная история Бенджамина БаттонаThe Curious Case of Benjamin Button8.105
    216.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.104
    217.Иваново детство8.103
    218.Совершенный мирA Perfect World8.099
    219.ПодменаChangeling8.097
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.73%
    7.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One94.72%
    8.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.68%
    9.БёрдмэнBirdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)94.47%
    10.ДэдпулDeadpool94.39%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЯростьFury22
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep5
    СеренаSerena4
    Горько! 234
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.358
    Город героевBig Hero 68.408
    ЯростьFury7.768
    СеренаSerena6.498
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры