всё о любом фильме:

Покорность (ТВ)

Submission: Part I
год
страна
слоган-
режиссерТео ван Гог
сценарийАйаан Хирси Али, Тео ван Гог
продюсерАйаан Хирси Али, Тео ван Гог
оператор-
композитор-
монтажТео ван Гог
жанр короткометражка, драма, ... слова
бюджет
€18 000
премьера (мир)
время11 мин.
Фильм раскрывает и осуждает насилие над женщинами в исламском мире.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Этот фильм стал смертным приговором режиссеру. Тео ван Гог был убит 2 ноября 2004 года голландским мусульманином. В прикреплённой к жертве записке убийца ван Гога объяснял, что сделал это за фильм «Покорность».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка


    Парадоксально, но факт, что фильм, убивший Тео ван Гога, фактически, авторству ван Гога не принадлежал. Нет, он его, конечно, снял, смонтировал и показал, но привыкший всегда и во всем полагаться только на себя, следовать только своим собственным желаниям и идеям режиссер и журналист в случае с «Покорностью» оказался не лидером, а ведомым. Человеком реализующим чужую мысль, овеществляющим чужие комплексы и произносящим чужие максимы. Другое дело, что в тот момент времени он в значительной степени разделял радикальные воззрения автора сценария и главного вдохновителя появления «Покорности» на свет Айаан Хирси Али, но вряд ли по собственному желанию обратил столь пристальное внимание на положение женщины в исламском мире.

    Более того, в своих воспоминаниях Али пишет, что даже приступив к работе над фильмом, ван Гог не собирался идти настолько далеко. «Я не собираюсь вываливать на экран твои комплексы» — говорил он во время одной из ссор во время съемок. Но в результате фильм получился именно таким, каким его видела Айаан. Бескомпромиссным, вызывающим, выражающим открытое неприятие исламской религии. Позднее Али неоднократно подчеркивала, что не видит разницы между исламским экстремизмом и исламом как таковым, что не существует «умеренного ислама», что мусульмане априори враждебны Западной цивилизации и культуре и т. п. То есть была последовательным противником мультикультурного общества и политкорректности, примыкая к крайне правым кругам политического спектра сначала Голландии, а потом и США. И суть «Покорности» именно в этом. Продемонстрировать слишком сытой и самоуверенной Европе опасность существования внутри нее совершенно иного общества, основанного на патриархальных принципах, на торжестве обычаев над правом, на примате религиозного над рациональным и т. д., и т. п. То есть того самого общества, от которого Айаан бежала. И встретить проявления подобного мировоззрения там, где Хисри Али рассчитывала найти от них защиту, оказалось для нее невыносимо.

    И когда радикализм сомалийки, вызванный вполне объяснимой боязнью перед наступлением ислама на едва обретенный ею уютный мирок, соединился с неким добродушно-обывательским национализмом голландца, воспринимавшего мусульманских иммигрантов на уровне «понаехали тут», получилась «Покорность». Ван Гог, по воспоминаниям знавших его, готов был «троллить» всех и вся, не обращая внимания на лица, положение и звания. Ни тактом, ни чувством самосохранения, ни мудростью он при этом не отличался. Айаан сумела направить его энергию в нужную ей сторону. В результате получился злой, лишенный сантиментов и очень прямолинейный памфлет, от каждого кадра которого веет сарказмом в отношении ислама.

    Доскональное знание Корана, закаленность в многочисленных богословских дискуссиях в бытность Хирси Али активисткой движения «Братьев-мусульман» не оставляют сомнений, что каждый кадр «Покорности» был продуман. Возможно, об этом не подозревал Ван Гог, но Айаан сознательно и откровенно шла на провокацию, рассчитывая, что ее послание найдет отклик в голландском обществе и заставит обратить внимание на проблемы с иммиграцией. Полуобнаженное женское тело с сурами из Корана, издевка в голосе, произносящем слова из Писания, вызывающие позы — Али бросала перчатку тем, кого считала своими личными врагами. А ван Гог служил здесь только передаточным звеном, сумев яркими клиповыми образами визуализировать ненависть Хирси Али.

    Но ответный удар обрушился на посредника. Конечно, Айаан не желала такой судьбы для ван Гога. Но не предвидеть ее не могла, о чем, кстати, в своих воспоминаниях пишет честно и откровенно. Зато подобный ответ на появление фильма стал для «Покорности» лучшим откликом. Хирси Али добилась чего хотела — поставила вопрос об исламе в Европе ребром, подняла упавшее было после смерти Орианы Фаллачи знамя противников мультикультурализма в среде интеллигенции и запустила новую волну протестов против нелегальной иммиграции. А потому и оценивать «Покорность» с точки зрения художественности или даже нравится / не нравится — дело совершенно безнадежное. Это явление политики, а не культуры. А то, что политический манифест стоил жизни одному из его создателей: так ведь «лес рубят — щепки летят». Цинично? Но за годы политической карьеры Айаан Хирси Али она давно уже перестала быть наивной сомалийской девушкой, приехавшей в Европу искать свободу. Если вообще когда-нибудь такой была.

    24 августа 2012 | 15:03

    Причиной жестокого убийства яркого общественного деятеля и успешного кинематографиста Теодора Ван Гога явился короткометражный фильм для телевидения «Покорность: часть 1». 8 выстрелов исламского экстремиста в потомка знаменитого живописца автоматически повышают ценность данной работы в глазах общественности и вызывают сожаление по поводу «неслучившейся» второй части. Быть убитым, должно быть, обидно. А умереть за профанацию — обидно вдвойне. Как не жалей, действительно, талантливого художника, а назвать «Покорность» произведением искусства достойным затрагиваемых в нём проблем, не представляется возможным.

    Строго говоря, это не кино, а ассоциативный видеоклип. Несколько девушек рассказывают высокопарным литературным языком о том, как их угнетают в родных мусульманских краях. Насилие исходит от мужчин, как правило, членов семьи. Всему виной Коран, интерпретируемый мужским населением автократичных «мужских» государств с учётов своей патриархальной выгоды, из которой следует, что женщина — скот, с которым и поступать нужно как со скотом. Инсценировка представляет собой отточенный сценарий, произносимый женскими голосами на фоне павильонных декораций в стиле телерепортажей «Аль-Джазиры». Девушки в чадре и лиц мы не видим. Зато, за прозрачной имитацией восточных одеяний можно отчётливо разглядеть более интимные места героинь. Визуальной наполнение каждой «исповеди» передаётся дополнительными угнетающими кадрами исполосованных и разбитых в кровь тел.

    Политические взгляды победили и выкинули художника на чуть мене, чем 11 минут. Ангажированная манерная зарисовка служит типичной антиисламской провокацией. Дело не в том, что проблемы, о которых вещают с экрана мученицы в чадре, не имеют место быть, а в том, что им нет места в «Покорности». Провокативно вырванные из контекста суры Корана вкраплены в прямолинейные россказни про домашнее насилие таким образом, чтобы лишний раз подогревать шовинистический интерес. В сексуально раскрепощённой и демократичной Голландии не такое серьёзное отношение к дифференциации полов, но это не даёт право осуждать бытовой уклад иных стран и травить на них «добропорядочных» и, ни черта, не смыслящих в религии «домохозяйственных» потребителей «европеоидного» сообщества. Либо перед нами глупость, либо расчёт. Скорее всего, и то, и другое.

    Иллюстративный памфлет раздражает контрастом формальной восточной стилистики и универсальной содержательностью. Пошлые по стилю байки про рукоприкладство и инцестуальное совращение не являются характерными именно для мусульманских стран. Они, по статистике даже не в двадцатке. Отцы насилуют дочерей чаще всего в «благополучной» Америке и эта проблема, в принципе, не решается. Если же Ван Гог ратовал не за решение болезненного вопроса, а за элементарное наличие «права голоса» у женского населения, то это уже подтасовка фактов. За столь откровенной антиисламской направленностью ролика стоит трусливая попытка проекции европейских и американских социальных проблем на далёкую чужую, между прочим, более древнюю культуру. Объект нападения — Коран, цитаты из которого вылетают не только из уст дев с красивыми глазами, но находят своё место в кровяных подтёках кожного покрова.

    Было бы неуместно упоминать античное понимание роли фатума в судьбе убитого режиссёра, но рок безжалостно исполнил своё чёрное дело, вернув, в десятикратном размере постановщику, порцию агрессии, брошенную им в «толерантный», «демократичный», «человеколюбивый» мир.

    3 из 10

    17 мая 2011 | 11:19

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Легенда №178.242
    116.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.239
    117.Девчата8.235
    118.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.234
    119.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.233
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Самый опасный человекA Most Wanted Man92.74%
    32.БивеньTusk92.64%
    33.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.56%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.54%
    35.Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep92.53%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Стивен Фрай в АмерикеStephen Fry in America2
    ПосетителиVisitors2
    Редкая породаA Breed Apart3
    Наперегонки со временемRunning Against Time1
    Русские братья3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.538
    ГераклHercules6.388
    Домашнее видеоSex Tape5.746
    Король сафариKhumba5.854
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.683
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры