всё о любом фильме:

Матрица

The Matrix
год
страна
слоган«Добро пожаловать в реальный мир»
режиссерЛана Вачовски, Лилли Вачовски
сценарийЛилли Вачовски, Лана Вачовски
продюсерДжоэл Силвер, Брюс Берман, Дэн Краччиоло, ...
операторБилл Поуп
композиторДон Дэвис
художникОуэн Патерсон, Хью Бэйтап, Мишель МакГэхи, ...
монтажЗэк Стэнберг
жанр фантастика, боевик, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  33.8 млн,    Япония  5.3 млн,    Франция  4.71 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время136 мин. / 02:16
Жизнь Томаса Андерсона разделена на две части: днём он самый обычный офисный работник, получающий нагоняи от начальства, а ночью превращается в хакера по имени Нео, и нет места в сети, куда он не смог бы дотянуться. Но однажды всё меняется — герой, сам того не желая, узнаёт страшную правду: всё, что его окружает — не более, чем иллюзия, Матрица, а люди — всего лишь источник питания для искусственного интеллекта, поработившего человечество. И только Нео под силу изменить расстановку сил в этом ставшем вдруг чужим и страшным мире.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (1 203 522)
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
121 + 18 = 139
7.6
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Для съёмок начальной сцены фильма потребовалось шесть месяцев тренировок и только четыре дня съёмочного процесса.
    • В картине использовалось множество декораций из «Темного города» (1998).
    • Пружинящие мобильные телефоны были предоставлены одним из лидеров рынка — компанией Nokia. В ходе съемок были использованы две модели — Nokia 8110 и Nokia Stilleto. Эти телефоны были выпущены в ограниченном количестве и поступили в продажу лишь в часть европейских стран и Австралию.
    • На роль Нео претендовали Юэн МакГрегор и Леонардо ДиКаприо и Том Круз. В свою очередь, Вэл Килмер претендовал на роль Морфиуса. Уилл Смит также вполне мог сыграть Нео, однако предпочел сняться в неудавшемся «Диком, диком Западе» (1999).
    • В первый день съёмок снималась сцена в офисе, в которой Нео пытается скрыться от преследующих его агентов.
    • Роль агента Смита по замыслу режиссёров Ланы Вачовски и Лилли должен был исполнить француз Жан Рено. Однако последний предпочел поработать в другом голливудском блокбастере — «Годзилла».
    • Во время съемок одной из сцен актриса Керри-Энн Мосс сломала ногу, однако решила не ставить в известность съемочную группу, дабы не лишиться знаковой в её карьере роли.
    • Перед началом съемок ведущие актеры изучали основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
    • Как только картина вышла на экраны и поразила зрителей эффектом замирающей камеры, тут же возникло множество людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран. Французский режиссер Мишель Гондри использовал этот эффект в рекламе страховой компании, а чуть позднее в клипе поп-звезды Бьорк. Архитектор Мэттью Банистер подробно описал данную проблему в своей научной работе. Он предположил, что движение и время в кадре могут идти как параллельно, так и отдельно друг от друга. Однако в то время аппаратура не позволяла провести данный эксперимент. И, наконец, художник Тим МакМиллан продемонстрировал эту технику на одном из британских каналов в 1993 году. Возможно, каждый из них изобрел этот эффект по отдельности, возможно кто-то воспользовался идеями других. Так или иначе, для большинства обывателей, революционерами все равно останутся Лана и Лилли Вачовски.
    • В картине немало обращений к сказкам Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье». В фильме также содержится множество ссылок на Маркса, Кафку, дзэн-буддизм и «Одиссею» Гомера.
    • Забавные анаграммы (переставив буквы во фразах можно получить новую фразу) замечены в саундтреке к фильму. Композиции, звучащие во время тренировочного поединка Нео и Морфеуса, под названиями «Bow Whisk Orchestra» и «Switch or Break Show» являются анаграммами к «Wachowski Brothers» (сестры Вачовски (ранее братья) - режиссеры картины). Также в картине звучат следующие композиции: «Exit Mr. Hat» и «Threat Mix». Оба этих трека являются анаграммами к названию фильма - «The Matrix». Кроме того, после того как Нео начинают называть избранным (The One), анаграмму можно заметить и здесь - Neo ~ One.
    • Номер комнаты ТРИнити — 303, а номер комнаты «избранного» (The One — «один») — 101.
    • Во второй раз в своей актерской карьере Лоренсу Фишбёрну довелось сыграть капитана корабля. В 1997 году в картине «Сквозь горизонт» он сыграл капитана Миллера.
    • Незадолго до начала съемок Киану Ривз серьезно повредил шейные позвонки. В течение 4 месяцев подготовительных тренировок он был вынужден носить на шее фиксирующий бандаж.
    • К середине 2002 года (спустя 3 года после выхода Матрицы) эффект «медленно летящей пули» был использован в 20 различных фильмах.
    • Первоначально сцену, в которой Нео уклоняется от пуль, выпускаемых в него агентами, хотели снимать по старинке, используя манекенов и различные технические устройства. Однако после того, как было потрачено несколько километров кинопленки и израсходовано множество манекенов, было принято решение прибегнуть к компьютерной графике. Для этого была специально разработана новая компьютерная программа, которая после выхода картины в прокат стала объектом мечтаний для многих режиссеров высокобюджетных картин.
    • Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма — 18 февраля 98 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата — 18 сентября 99 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
    • В конце картины герой Киану Ривза произносит финальный монолог. Примечателен тот факт, что ранее за всю свою актерскую карьеру Киану никогда не произносил более 5 предложений подряд.
    • Съемки картины полностью проходили в Австралии. Однако, как выяснилось уже в ходе съемочного процесса, в Австралии практически нет мест, походящих на американские гетто. В результате все декорации пришлось изготавливать на месте.
    • Съемки сцены драки между Нео и агентом Смитом в подземке несколько затянулись. Никто из участников группы не ожидал, что на этот эпизод будет затрачено такое количество времени. Сотни неудачных дублей, и в итоге съемки этой битвы заняли на 10 суток больше намеченного.
    • Харизматичные очки главных персонажей картины любезно предоставил лейбл Blinde. В тендере приняли участие 3 компании-производителя солнцезащитных очков. Удивительно, но тендер был проигран такими гигантами рынка как Ray-Ban и Arnette. Узнав результаты тендера, основатель компании Blinde Ричард Уолкер незамедлительно вылетел в Австралию, чтобы вместе с костюмерами подобрать очки на каждого актера.
    • Киану Ривз вложил собственные 38 миллионов долларов в производство спецэффектов для двух сиквелов.
    • Лана и Лилли Вачовски уверяли, что их проект задумывался как трилогия ещё в 1993 году.
    • В тренировочной программе рукопашного боя, перед тем как Нео начинает нападать на Морфиуса, он потирает свой нос большим пальцем руки, что является воспроизведением известного движения Брюса Ли. Данный элемент отсутствовал в сценарии и является импровизацией Киану Ривза.
    • Пистолеты, которые использует Нео в вестибюле, являются точной копией MP5K. Однако в отличие от настоящего оружия, копии весили всего лишь 150-200 грамм.
    • Николас Кейдж отклонил предложение сыграть Нео.
    • Сцена, в которой Нео встречается с одаренными детьми в квартире Оракула, — дань уважения «Акире» (1988).
    • После встречи с Тринити в ночном клубе Нео просыпается в 9:18.
    • Нео останавливает лифт на 41 этаже в здании, где держат Морфиуса.
    • Тринити пилотирует вертолет B212.
    • Режиссёры предложили Хьюго Уивингу сыграть агента Смита после того, как увидели его актерскую игру в «Доказательстве» (1991).
    • По словам Дона Дэвиса, Джонни Депп был первоначальным выбором на роль Нео, однако студия хотела, чтобы Брэд Питт или Вэл Килмер сыграл главную роль.
    • Гари Олдман и Сэмюэл Л. Джексон рассматривались на роль Морфиуса.
    • Для съёмок сцены телефонного разговора между Нео и Морфиусом в здании «Meta Cortechs» Киану Ривз на самом деле вылез из окна без страховки, не пользуясь услугами каскадеров.
    • В сценарии о внешнем виде Тринити сказано достаточно просто – женщина в черной коже. Однако Ким Барретт (художник по костюмам) значительно расширила такую узкую характеристику.
    • Когда Нео находится в лифте на пути к Оракулу, на стене справа от него можно заметить буквы «KYM», что, скорее всего, является ссылкой на Ким Барретт (художника по костюмам).
    • Символы на экранах компьютеров состоят из перевернутых букв, чисел и японских иероглифов письма «катакана».
    • В фильме можно заметить немало различных вывесок и табличек с реально существующими улицами в Чикаго.
    • Съёмки сцен с вертолетом чуть не привели к закрытию всего проекта, т. к. съёмочная группа нарушила сразу несколько законов, пролетев на вертолетах через закрытое для полетов воздушное пространство. Однако впоследствии законы были изменены, чтобы продолжились съёмки фильма.
    • Пистолеты агентов — Desert Eagle. 50 AE.
    • В квартире Оракула на экране телевизора можно заметить белых кроликов из «Ночи Лепуса» (1972).
    • В сцене допроса Нео можно заметить некоторые детали личного дела Томаса Андерсона: дата рождения — 11 марта 1962 года; место рождения — Lower Downtown, Capitol City; девичья фамилия матери — Мишель МакКэйхи; имя отца — Джон Андерсон; Нео получил образование в «Central West Junior High» и «Owen Paterson High». В этой же сцене можно заметить некоторую информацию из паспорта Нео: место рождения — Capital City USA; дата рождения — 13 сентября 1971; паспорт выдан 12 сентября 1991; срок действия паспорта истекает 11 сентября 2001.
    • Мотоцикл Тринити — Triumph Speed Triple.
    • Автомобиль, на котором передвигаются главные герои внутри Матрицы, — 1965 Lincoln Continental.
    • Номер комнаты Нео 101. Точно такой же номер был у места в книге Джорджа Оруэлла «1984», где люди подвергались пыткам и, в конце концов, начинали верить в то, что не является правдой.
    • Съёмочный период составил 118 дней.
    • Книга, в которой Нео прячет компьютерные диски, называется «Симулякры и симуляция».
    • Для сцены «Женщина в красном», в которой Морфиус проводит Нео через компьютерную симуляцию Матрицы, было задействовано множество близнецов, чтобы создать иллюзию всё время повторяющейся программы.
    • В одной из сцен фильма можно заметить телефонный номер с почти полностью видимым кодом города (3?2) 555-0690. В США существует три города с похожими кодами: Чикаго (312), Делавэр (302) и северо-западный полуостров во Флориде (352). В сценарии данный телефонный номер указан как 312-555-0690.
    • Кэрри-Энн Мосс снималась в телесериале «Матрица» (1993).
    • Все карты города, показанные в фильме, — это карты Чикаго.
    • Метрополитен Матрицы называется «CityRail». Точно такое же название у сети пригородных железных дорог Сиднея.
    • По словам костюмера Глории Бавы, изначально плащ Нео должен был быть серебряно-серого цвета.
    • По словам Ланы и Лилли Вачовски, все животные в Матрице – изображения, созданные с помощью компьютера.
    • Изначально сцену преследования Тринити агентами хотели снимать на настоящих крышах домов, а не в студийных павильонах.
    • Изначально предполагалось получить $80 миллионов на постановку фильма, однако студия выделила только десять. Получив деньги, Лана и Лилли Вачовски решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Финальный результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег они получили без всяких проблем.
    • Роль Морфиуса была предложена Шону Коннери, однако он отказался из-за того, что совершенно ничего не понял в сценарии.
    • Режиссёры писали сценарий на протяжении пяти с половиной лет. Было написано четырнадцать версий сценария.
    • До начала съёмок все актеры, занятые в главных ролях, и основные члены съёмочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция».
    • Студия настаивала, чтобы в фильме обязательно присутствовали диалоги, объясняющие концепцию Матрицы, т. к. по мнению студийных боссов, сценарий попадал под категорию «сценарий, который никто не поймет».
    • Из фильма намеренно убрали голубой цвет, чтобы показать насколько мрачным является мир Матрицы.
    • «Матрица» стала первым фильмом, съёмки которого проходили на новой студии «Fox Studios» в Сиднее.
    • Когда Лана и Лилли Вачовски продали сценарий «Наёмных убийц» (1995) продюсеру Джоэлю Силверу, они также рассказали ему о сюжете «Матрицы». Силверу понравилась общая идея, однако он ни за что бы не доверил постановку такого сложного проекта новичкам-режиссерам, не снявшим до этого ни одного фильма. Поэтому он посоветовал им снять для начала что-нибудь более простое в техническом плане. Вачовски сделали «Связь» (1996), получившую восторженные отзывы как от зрителей, так и от критиков. Успех дебютного фильма, доказавшего, что сестры могут придумывать не только захватывающие истории, но и создавать запоминающийся визуальный ряд, убедил студию дать добро на постановку «Матрицы».
    • При съемках сцены «Полет пули» задействовали 120 специальных камер, для того, чтобы создать панорамный показ полета пули, выпущенной агентом, и движений уклоняющегося от неё Нео.
    • В начале фильма Нео достает компьютерный диск из книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «Симулякры и симуляция». Когда Нео достает из книжки спрятанный там диск, он открывает её на главе «О нигилизме». В интервью Le Nouvel Observateur 19 июня 2003 Бодрийяр утверждал, что «Матрица» неправильно понимает и искажает его работу «Симулякры и симуляции».
    • еще 62 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, где Тринити и Нео в поисках Морфиуса оказываются на крыше, один из пилотов вертолета трансформируется в агента Джонса. При этом левый висок Джонса приходится на затылок пилота. Однако после выстрела Тринити именно в этот висок, пулевое отверстие у пилота, покинутого «программой» агента, почему-то оказывается во лбу.
    • В сцене, когда Нео впервые встречается с Морфиусом, герой Лоренса Фишбёрна здоровается с Избранным. Морфиус протягивает правую руку, при этом левая рука у него за спиной. Далее сразу же следует вставка с другого ракурса, где левая рука уже почему-то опущена к полу. В следующем кадре левая рука Морфиуса снова за спиной.
    • Когда агент Смит и Морфиус дерутся, последний бьёт агента головой и ломает ему очки. В следующем кадре камера показывает Морфиуса, и можно заметить, что очки ещё надеты на агенте Смите.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Когда данная лента только появилась на экранах США (теперь даже интересно, что это совпало по времени с началом бомбардировок Югославии) и неожиданно стала суперхитом, казалось, что внезапный прорыв ранее не пользовавшегося успехом жанра киберпанк-триллеров о виртуальной реальности (например, в 1995 году провалился в прокате вполне неплохой фильм «Джонни-Мнемоник» с участием того же Киану Ривза), пожалуй, был неслучайным. И, наверно, братьям Вачовски (ранее они являлись сценаристами зрелищного, но неглупого боевика «Убийцы» и режиссёрами эстетизированной криминальной драмы «Связь») удалось умело сочленить в очередной работе эстетику «крутого комикса» (наподобие какой-нибудь «Смертельной битвы») с философией лучших научно-фантастических антиутопий. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 17376 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Матрица» не тот фильм, про который стоит вообще что-то рассказывать. Не думаю, что найдутся люди, которые ничего не слышали про трилогию. «Матрица» давно приобрела статус культовой картины, и ее влияние на жанр и кинематограф в целом нельзя недооценить.

    «Матрица» хороша практически во всем, в чем вообще может быть хорош фильм. Во-первых, это интересный, серьезный сюжет с налетом философии, способный действительно заронить зерно сомнения и хоть раз задаться вопросом: а что же есть реальность? Насколько реально то, что нас окружает? Подобные вопросы, конечно, задавались не раз, существует множество философских учений на эту тему, но все-таки увидеть подобное в фантастическом боевике — очень круто.

    Далее, спецэффекты и экшен. Тут все вышел всяких похвал. Даже сейчас, спустя уже 17 (!) лет фильм в этом плане смотрится отлично, а уж в свое время это было просто крышесносным. Bullet-time, который после «Матрицы» стали использовать все, кому не лень + шикарная постановка рукопашных боев и перестрелок.

    Итог: «Матрица» просто потрясающий фильм, который доставляет огромное удовольствие даже спустя несколько просмотров. Ко всему прочему можно прибавить отличный саундтрек, по-хорошему безумно пафосные, но запоминающиеся диалоги и монологи и по-киношному крутой «лук» персонажей. Да, если разбираться, в нем можно найти минусы, и немало, но все-таки как цельный продукт «Матрица» не вызывает нареканий.

    10 из 10

    25 июня 2016 | 16:24

    99 год был довольно богат на хорошие фильмы, тут и «Мумия», «Бойцовский клуб» и ещё довольно много всякой чуши. Но случилось так, что в данном году я больше всего ждал новые «Звездные войны», хотя никогда не являлся большим поклонником сказок о космических гражданах бегающих со светящимися лампочками, но реклама и крики сделали свое грязное дело и прийдя в магазин для приобретения какого-нибудь кина я первым делом кинулся к сказке дяди Лукаса, ну туго у нас тогда ещё с кинотеатрами было. Взял бы «ЗВ» и ушел, но какая-то добрая душа поставила рядом с ними «Матрицу», увидев на коробке товарищей в плащах, черных очках и с очень умными лицами, вспомнил я что показывали по телевизору и хвалили данную группу господ. Решил взять до кучи.

    Джедаистые войны после просмотра улетели в окошко в чью-то не осветленную интеллектом голову и я решил добить себя крутыми дядями в черных плащах. Запись как сейчас помню была отличная, такая отличная, что я даже к телевизору подсел, чтобы никакая красота от меня не ускользнула. Но запись это не так страшно, в те дикие и темные времена такое было модно, другое достать можно было только через довольно большой промежуток времени, а я так долго ждать никогда не уметь. Страшно стало мне, когда я услышал звук и комментатора данного репортажа, подобные комментаторы меня дико раздражали всегда, здесь вообще создавалось впечатление что идет кино не о крутых летающих хлопцах, а транслируют репортаж об одном дне из жизни колхозного коровника. С экрана неслось сплошное мычание, мычал и агент Смит и Нео, особо старательно мычал негр Морфеус, более того переводчик начинал переводить мычание на русский язык точно так же мыча, только с русским акцентом.

    Но видимо из-за того что моя персона уже привыкла к таким переводчикам общий смысл я выхватывал, хотя иногда создавалось впечатление, что мычатель переводит какой-то другой фильм ибо связь с картинкой я терял напрочь. Несмотря на все это кино почему-то понравилось, вслед за Лукасом Вачовски не полетели. Дело даже не в актерах или съемках пуль, мне честно говоря гораздо больше понравилась разборка с какими-то буржуйскими коммандос в зале с колоннами, выглядело здорово, плюс музыка отличная. Скорее идея не сказать что заезженная, что-то необычное, хотя если разобраться, тот же Терминатор, только с упором на «виртуальную реальность».

    Кино довольно неровное, иногда смотрится с большим интересом, проходит время и замечаешь, что Энди и Ларри заигрались и картинка зависла. Как режиссеры товарищи все-таки не так чтобы большие таланты, может как фантазеры сцен более интересны. Музыка вот подобрана идеально, люблю когда играет динамичная музыка во время драк и перестрелок, а не Моцарт с Чайковским. Если Киану Ривз мне всегда нравился, тут виной конечно «Скорость» и «На гребне волны», то вот выбор остальных актеров малость разочаровал, скорее всего денег уже не было, вот и взяли тех кого никто брать не хотел. Если с Уивингом мириться можно, да сейчас все кричат, какой агент, какой агент, я даже согласен, но вот будь на его месте кто-то другой, может было бы и лучше. Слышал как-то о отказавшемся Жане Рено, сейчас только под стол от смеха лечь можно, но кто его знает, может было бы и в кассу.

    Негра Фишборна взяли видимо только потому, что негр, а в каждом кине должен быть негр на одной из первых ролей, отсутствие таковых прощается только Спилбергу и Кэмерону. Ну как-то совсем не впечатлил Фишборн, дубовато выглядел, часто играл в дерево. Но все это терпимо и такого полно во многих фильмах, потому все эти персоны расстройства не вызвали, но бабища которую подсунули Киану Ривзу вызывала только удивление. Я конечно понимаю что Киану кривоногий, но он то с этим прожить сможет, а она… или это было сделано дабы показать что они созданы друг для друга, даже слеплены одинаково. Мало того она ещё и страшная как атомная бомба, а уж когда она начинала ходить или бегать своими ногами я лез за платочком, разве можно такое детям показывать?

    Но хвала всем богам, это меня не убило. Не очень впечатлила последняя потасовка Ривза и Хьюго, так как один вообще драться не особо умеет, а другого ещё никакой Тун Юн Пунг не успел хорошо научить махать ногами, потому их клоунада нереально выглядела, видно было что любители… Куда дели Чака Норриса?

    Несмотря на все минусы, кино Вачовских конечно имеет больше плюсов, потому наверно после «БК» оно и является лучшим фильмом того года. Печально конечно что в противостоянии плюс-минус в продолжениях «Матрицы» одеяло на себя перетянул именно минус.

    Истинно верное

    9 из 10

    10 декабря 2007 | 23:23

    «Матрицу» я смотрел очень много раз.

    Но впервые я ее посмотрел, когда мне было 4 года.

    Конечно я большую часть сюжета не понимал, но фильм меня чем-то привлекал… И только приблизительно лет в 13-14 я до конца понял весь ФИЛОСОФСКИЙ сюжет этого фильма и двух его сиквелов.

    Для тех времен фильм был настоящим прорывом в плане технологий. Спецэффекты были настоящей «визитной карточкой» фильма. Невероятные погони, сумасшедшие перестрелки, красиво поставленные сцены драк… Думаю, что фильм, который будет превосходить в этом плане «Матрицу», вообще вряд ли будет создан.

    Актерская игра тоже на достаточно высоком уровне. Вся троица главных героев заслуживает похвалы за исполнение своих ролей, которые прочно закрепились в голове многих людей. Мне очень понравился Агент Смит в исполнении Хьюго Уивинга. Очень необычный характер.

    «Матрица» — это тот фильм, где есть все. Тот философский подход, что выбрали братья Вачовски, оказался очень удачен.

    Не устаю пересматривать.

    Фильм к просмотру обязателен.

    10 из 10

    2 августа 2010 | 16:08

    «Матрица». Фильм культовый, многогранный, оригинальный, зрелищный, претенциозный. Фильм, который смотрели все. Можно характеризовать его с разных сторон, высказывать по нему совершенно разные точки зрения, даже философски рассуждать — но ничето это не изменит и не привнесёт ничего нового в это творение тандема режиссёров.

    В чём суть картины? Её основная идея? Ирреальность реального мира, попирание устоявшихся в нашей душе мировоззрений на окружающую нас действительность. Выставление нас не хозяевами планеты, а всего лишь батарейками, источниками тепла и энергии для искусственного разума, правящего там, где когда-то жили мы. 

    Где сон, а где реальность? Сейчас можно сказать смело — это идея не нова и не оригинальна. Но в 1999 году, на рубеже тысячелетий, когда вновь закрутилось колесо истории человечества, описывая новый оборот длиной в единицу с тремя нулями, замысел этот покорил многих. Что делать, когда вдруг в один день всё резко меняется и виртуальный мир, идеальная вселенная для миллионов людей сегодня, оказывается реальным, а реальность вообще выходит за рамки понимания каждого из нас? Именно в такой ситуации оказывается Томас Андерсон, мучимый двумя вещами — кто такой Морфиус и что такое «матрица». Находя ответы, которые шокируют не только его, но и широкого зрителя при первом просмотре этой картины, теперь уже Нео, герой остаётся мучаем сомнениями, которые во многом определяют реальность.

    Проблема выбора, той самой красно-синей таблетки, снимающей с глаз целый мирок или наоборот, поплотнее его надвигающей, встаёт не только перед будущим спасителем мира, в идеале она встаёт перед каждым из нас. Иллюзорный мир, в котором мы живём, заточёные в темнице собственного разума, даёт нам надежду на идеальную жизнь. Но парадокс в том, что выбираясь из ментальной тюрьмы, мы не теряем эту самую «надежду», революционируя её в «Надежду» помогающую двигаться дальше.

    Спаситель человечества, обрётший в реальном мире своё имя из киберпространства — Нео, вовсе не идеальный герой, крушащий интерактивные модули контроля искусственного разума (проще — «агенты»). Он мучим сомнениями в правильности каждого своего поступка. Можно всё, нужна всего лишь вера, и тогда обычная ложка станет чем-то аморфным, подконтрольным мысли, желанию. Но опять же, вокруг сплошные сомнения, вопросы, загадки, всё сводится к одному — выяснение сути цели, смысла предназначения нашего пути, о котором мы задумываемся лишь в критический момент принятия поворотного решения, тем самым определяя дальнейшее развитие своего «Я».

    Морфиус. Философ эпохи машин, маниакально верящий в появление Избранного. По сути его вера — его сила, но вера эта неустойчива, поэтому для продолжения существования она передаётся другим, как новая религия продвигаясь в массы. Он проводник, открывающий первые двери нового мира перед Нео. Морфиусу незачем надеяться, потому что он — знает, а иначе и нельзя в этом мире, в котором нельзя верить собственным ощущениям, ведь они всего лишь электрические импульсы, воспринятые мозгом. Другое дело — агент Смит. Он порождение матрицы, восхищающееся её неповторимостью и великолепием, и в тоже время ненавидящее её и мечтающее выйти из под контроля. Агент Смит ненавидит и человечество, сравнивая её с вирусом и раковой опухолью, которую нужно излечить, истребив всех нас. И несмотря на то, что он творение искусственного разума и логика его должна быть прямолинейной, его рассуждения во многом соответствуют действительности и поражают своей непреклонностью.

    Так что же такое «матрица»? Виртуальный мир, в котором миллиарды людей живут полноценной жизнью.. . во сне. Мир, в котором реально всё, что осознаёшь. Мир, в котором все воспоминания фальшивы. Может и мы живём в таком? Пусть он и реален, но не все из нас живут в нём реальной жизнью, подчиняясь зачастую различным законам и правилам, которые нельзя увидеть или прочитать, но которые управляют нашим каждодневным существованием. И пусть всё это возможно досужие домыслы, навеянные незабываемым творением Вачовски, и все восстания машин и эволюция искусственного разума пока что нам не грозят, нам всё же нужно порой помнить о том, что чтобы нам не напророчили, нам сказали только то, что мы должны слышать, а всё остальное мы знаем и сами.

    «Знать путь и пройти его — не одно и тоже.»

    10 из 10

    2 января 2011 | 21:21

    Ничего нового философского матрица не открыла: идеи фильма написаны и в Каране (одна сцена из фильма V значит Вендетта намекает, что братья Вачовски его читали) и в работах многих китайских философов. Триумф духа над законами физики — это старейшая философская мысль.

    Встречается даже в философии некоторых боевых искусств. Да мы и сами не замечаем, как эту философию используем каждый день…
    Ну а Матрица просто представила всё это дело в форме спецэффектов, шокирующего сюжета. Чтоб вера в данную философскую мысль ещё больше укрепилась: «А вдруг и правда она нас…? А?»
    Картина визуально справилась со своей задачей.

    Все исполнители справились на пять: и актеры, и спецэффекты, и режиссеры.
    Но:
    1) Главная причина сотворения Матрицы — нужда искуственного интеллекта в энергии. Солнечную или любую другую нельзя было использовать? Вечный сумрак Вачовски придумали. Который лучам солнца не давал достигнуть земли и перехитрить который ИИ так и не додумался. Додуматься отправлять специальный космический корабль, чтобы тот собирал солнечую энергию в космосе, а потом возвращался с ней на Землю, ИИ так и не смог.
    А ещё матрицу хотел сделать без ошибок, глупыш!

    (нестыковок в сюжете столько, что серьезно восприимать матрицу просто не получается)

    2) Обязательно надо было людей посадить в нее самую. Будь ИИ чуть-чуть сообразительнее, не стал бы темниц для разума вообще делать. Лежали бы себе люди в своем чане с… жидкостью и спали б там сном вечным. И никто б не возникал, и никто б не восставал. Но нет, неймется ему! Весь прям в человека этот ИИ — приключений на свою ищет. И находит.

    В общем, стоит немного в устройство мира с точки зрения фильма матрица поверить, как находишь множество минусов и верить больше в это не собираешься. А философская мысль неоригинальна. В общем, ничего нового и интересного фильм не принес. Кроме спецэффектов. Это НЕ великая картина.

    22 мая 2006 | 13:56

    The Matrix.

    Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке, странная мысль, но её не отогнать. А она как заноза в мозгу — она сводит с ума, не дает покоя.


    В этом фильме есть всё, что может интересовать современного и даже искушённого кинолюбителя: идея, диалоги, эффекты, монтаж, атмосфера.

    Режиссёры предлагают нам погрузиться в мир альтернативной реальности, не той которую мы ощущаем каждый день, а настоящую, ту, которую не все смогут принять, так затянувшись в эти фальшь и обман — Матрицу.

    Помни. Я лишь предлагаю узнать правду, больше ничего.

    Умные монологи и диалоги, заставляющие размышлять и ставить под сомнение повседневную жизнь, персонажи, о судьбе которых не так уж и много рассказывается, что интригует и притягивает, отличный монтаж сцен с прекрасной музыкой.

    Фильм побуждает много вопросов, преподнося зрителю кучу мыслей, ставящих его в унизительное положение перед реальностью и заставляющих замечать поддельность среды, и делает хороший запал для развития идеи.

    Я не стану предсказывать чем всё кончится, я скажу лишь с чего начнётся: сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть, покажу им мир без вас, мир без диктата и запретов, мир без границ, мир, где возможно всё. Что будет дальше — решать нам.

    The Matrix дает намек на то, что мир не так прост и примитивен, как нам кажется — на самом деле человек может всё, ему мешает только он сам, заложенные «конструктором» непреодолимые барьеры в мышлении, которые можно преодолеть, поверив в силу своих действий, ведь они также подчиняются общим законам их мира — системе.

    Герои фильма (режиссеры) видят в своих врагах систему, которой все подчиняются и без которой просветления нам не видать. Как подчинить массу? Необходимо дать ей то, что она хочет. НЕТ. Сначала следует внушить массе, что она хочет, запаковать в коробок, в ограниченную реальность, в которой её представителям будет комфортно, за которую многие готовы будут биться, а затем преподнести дар и наслаждаться властью (энергией).

    Человечество смогло повторить себя, создав искусственный интеллект, а искусственный интеллект смог захватить умы создателей, повторив мир. Кто же все-таки сильнее?

    10 из 10

    13 августа 2011 | 13:50

    Фильм перевернул все мое мировозрение. Хотя еще в детстве мне приходило в голову, что все что нас окружает это творится только в нашем сознании. Уж больно похож фильм на правду или близко к ней. Тогда многое становиться объяснимым.

    Может я ошибаюсь, но так или иначе нет ни одного такого фильма, который по глубине смысла и философии превосходил МАТРИЦУ.

    12 августа 2005 | 20:20

    Моя история. Впервые Матрицу я посмотрел в школьном возрасте по настоятельной рекомендации моего друга. Сначала я взял фильм на-прокат. Но посмотрев его — тут же приобрел. Смотрел его несколько раз тогда, потом спустя лет пять, а потом недавно. И был поражен, насколько он не устарел за все эти 11 лет. Мой отец смотрел этот фильм (тогда ему было 45) каждый день. Говорил, что она успокаивает нервы и настраивает его на оптимизм. Я полностью согласен.

    Спецэффекты. Нисколько не устарели и по сей день. Несмотря на многочисленные споры, именно Матрица и Братья Вачовски являются прародителями эффекта замедленного действия. Это все было тогда впервые и настолько увлекательно как и сюжет фильма.

    Идея. Первыми мыслями во время просмотра были таковыми: «неужели такое может придумать человек? Это просто гениально!». Очень оригинально, я бы сказал сверх-оригинально. Это своего рода, переворот в мире сюжетных линий того времени.

    Умные словечки: Каждое слово в Матрице продумано до деталей. Фразы звучат и из Библии, и из сказок, из истории.. Мне нравится название корабля, имена главных героев, анаграммы из этих имен! «Не проглоти ты ту таблетку, как бы ты узнал что реальность, а что нет?»

    Дух. Главенствует темнота и зеленый цвет. Здесь много зеленого цвета. Удачный цвет, подходящий идеально. Автомобили, здания, комнаты, сцены, музыка и многое другое — все идеально вписалось в Матрицу. Признаюсь, что во во время, когда Пифия пекла печенья, я будто почувствовал их ароматный сладкий печеный запах. И всегда, когда смотрю этот эпизод, всегда охота попробовать эти самые печенья, от которых становится легче…

    Первая часть мне наиболее симпатизирует, потому что это своеобразный вход в Матрицу, введение, знакомство с ней. Самая лучшая часть.

    За идею, дух, сюжет, эффекты, музыку, костюмы, актеров — достойная оценка.

    10 из 10

    5 августа 2010 | 17:00

    Даже не знаю, что сказать. Говорить про этот фильм- это всё равно что сказать, что человек не может жить без воздуха. Это классика, которую, как произведения А. С. Пушкина не забудут даже через 200 лет. Может быть я преувеличиваю, но разве не отвисала ли у вас челюсть, когда в фильме была раскрыта концепция Матрицы, когда Киану Ривз уворачивался от пуль так же круто, как Дюк Нюкем расправлялся с монстрами (кто знает, тот поймёт) ну и вершина коллекции, па-пааам: остановка пуль. Это вершина мастерства, до которой в то время никто не смог быне то, что дотянуться, но даже и просто поднять голову.

    «Матрица»-не просто фильм с крутыми спецэффектами, но и с интересной историей, которая даст фору не то что каким-нибудь одноразовым фильмам о супер-героях, но даже «Звёздные войны» отошли в 1999 году на второй план. У людей(некоторых) действительно появилась мысль ("Начало» почему-то вспомнил), что наш мир-это всего лишь компьютерная программа, написанная для порабощения нашей цивилизации. Да, конечно до того же «Шестого чувства» в сюжетном плане «Матрице» так же далеко, «УС:Предстоянию» до «Брестской крепости», но сюжет здесь важен не столько своей закрученностью (хотя неожиданности есть), сколько своей концепцией. Феномен мирового масштаба. Комментарии излишне.

    Итог: если не смотрели- посмотрите обязательно, не пожалеете. Если смотрели- пересматривайте и пересматривайте потому, что сейчас, в век капитализма, когда даже продолжения «Матрицы» снимали по большей части из-за денег, но с другой стороны и сиквел должен быть достоин оригинала, что я и скажу про «Перезагрузку» и «Революцию». Долго растекаться мыслью по древу не стану, но скажу, что «Железный человек» 2 понравился мне немного (!) меньше, чем отличная первая часть. Про «Матрицу» я такого не скажу.

    Как говорится, Must see.

    6 мая 2011 | 20:18

    «Матрица» — начало культовой трилогии, ознаменовавшей появление и широкое распространение новой субкультуры неопоклонников субъективного идеализма. Фильмы серии «Матрица» — редкое кинопроизведение компьютерной тематики, к которому с уважением относятся настоящие хакеры по всему миру.

    Вспомнить хотя бы сцену захвата энергостанции во второй части… Зритель видит на экране хотя бы нечто похожее на то, что реально видит среднестатистический хакер при получении доступа к удаленным хостам: Тринити подключается к системе в консольном режиме, «собирает» эксплоит, запускает… Не один хакер проронил слезу, наблюдая эту трепетную сцену, думая: «Наконец-то режиссеры и сценаристы сняли что-то путное про нас!!!»

    Как противоположность тому «взламывающему сигналу», насмешившего весь «цивилизованный» мир, при просмотре Трансформеров. О наболевшем, как говорится… Возвращаясь к нашей Матрице: Мне приходилось встречать людей, которые после просмотра этого фильма по два-три часа проводили, держа ложку на вытянутой руке, упорно пытаясь ее согнуть мысленным позывом. Они не понимали, что такое доступно, только избранным… «ВЕРЮ!» — сказал бы Станиславский.

    Фильм сразу же расхватали на крылатые выражения, и даже вышел неофициальный перевод Гоблина (что уже является признанием). «Третья матрица» потрясает своими техногенными битвами. Так реалистично и в таких масштабах битвы роботов и роботизированной техники до «матрицы-3» в кинематографе никому показать не удавалось. Глубокое уважение специалистам по спецэффектам.

    Трилогия «Матрица» — это целая философия, открывающая зрителю все новые и новые горизонты после каждого просмотра.

    Однако один балл в своем отзыве к первой части вынужден снять за смазанную концовку.

    9 из 10

    5 июня 2009 | 01:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>