всё о любом фильме:

Матрица

The Matrix
год
страна
слоган«Добро пожаловать в реальный мир»
режиссерЭнди Вачовски, Лана Вачовски
сценарийЭнди Вачовски, Лана Вачовски
продюсерДжоэл Силвер, Брюс Берман, Дэн Краччиоло, ...
операторБилл Поуп
композиторДон Дэвис
художникОуэн Патерсон, Хью Бэйтап, Мишель МакГэхи, ...
монтажЗэк Стэнберг
жанр фантастика, боевик, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  33.8 млн,    Япония  5.3 млн,    Франция  4.71 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время136 мин. / 02:16
Жизнь Томаса Андерсона разделена на две части: днём он самый обычный офисный работник, получающий нагоняи от начальства, а ночью превращается в хакера по имени Нео, и нет места в сети, куда он не смог бы дотянуться. Но однажды всё меняется — герой, сам того не желая, узнаёт страшную правду: всё, что его окружает — не более, чем иллюзия, Матрица, а люди — всего лишь источник питания для искусственного интеллекта, поработившего человечество. И только Нео под силу изменить расстановку сил в этом ставшем вдруг чужим и страшным мире.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (902 463)
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
121 + 18 = 139
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В квартире Оракула на экране телевизора можно заметить белых кроликов из «Ночи Лепуса» (1972).
    • Николас Кейдж отклонил предложение сыграть Нео.
    • Во время съемок одной из сцен актриса Керри-Энн Мосс сломала ногу, однако решила не ставить в известность съемочную группу, дабы не лишиться знаковой в её карьере роли.
    • На роль Нео претендовали Юэн МакГрегор и Леонардо ДиКаприо и Том Круз. В свою очередь, Вэл Килмер претендовал на роль Морфиуса. Уилл Смит также вполне мог сыграть Нео, однако предпочел сняться в неудавшемся «Диком, диком Западе» (1999).
    • В первый день съёмок снималась сцена в офисе, в которой Нео пытается скрыться от преследующих его агентов.
    • Роль агента Смита по замыслу режиссёров Вачовски должен был исполнить француз Жан Рено. Однако последний предпочел поработать в другом голливудском блокбастере — «Годзилла».
    • Перед началом съемок ведущие актеры тренировались 4 месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
    • Как только картина вышла на экраны и поразила зрителей эффектом замирающей камеры, тут же возникло множество людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран. Французский режиссер Мишель Гондри использовал этот эффект в рекламе страховой компании, а чуть позднее в клипе поп-звезды Бьорк. Архитектор Мэттью Банистер подробно описал данную проблему в своей научной работе. Он предположил, что движение и время в кадре могут идти как параллельно, так и отдельно друг от друга. Однако в то время аппаратура не позволяла провести данный эксперимент. И, наконец, художник Тим МакМиллан продемонстрировал эту технику на одном из британских каналов в 1993 году. Возможно, каждый из них изобрел этот эффект по отдельности, возможно кто-то воспользовался идеями других. Так или иначе, для большинства обывателей, революционерами все равно останутся Лана и Энди Вачовски.
    • В картине немало обращений к сказкам Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье». В фильме также содержится множество ссылок на Маркса, Кафку, дзэн-буддизм и «Одиссею» Гомера.
    • Забавные анаграммы (переставив буквы во фразах можно получить новую фразу) замечены в саундтреке к фильму. Композиции, звучащие во время тренировочного поединка Нео и Морфеуса, под названиями «Bow Whisk Orchestra» и «Switch or Break Show» являются анаграммами к «Wachowski Brothers» (братья Вачовски - режиссеры картины). Также в картине звучат следующие композиции: «Exit Mr. Hat» и «Threat Mix». Оба этих трека являются анаграммами к названию фильма - «The Matrix». Кроме того, после того как Нео начинают называть избранным (The One), анаграмму можно заметить и здесь - Neo ~ One.
    • Номер комнаты ТРИнити — 303, а номер комнаты «избранного» (The One — «один») — 101.
    • Во второй раз в своей актерской карьере Лоренсу Фишбёрну довелось сыграть капитана корабля. В 1997 году в картине «Сквозь горизонт» он сыграл капитана Миллера.
    • Незадолго до начала съемок Киану Ривз серьезно повредил шейные позвонки. В течение 4 месяцев подготовительных тренировок он был вынужден носить на шее фиксирующий бандаж.
    • К середине 2002 года (спустя 3 года после выхода Матрицы) эффект «медленно летящей пули» был использован в 20 различных фильмах.
    • Первоначально сцену, в которой Нео уклоняется от пуль, выпускаемых в него агентами, хотели снимать по старинке, используя манекенов и различные технические устройства. Однако после того, как было потрачено несколько километров кинопленки и израсходовано множество манекенов, было принято решение прибегнуть к компьютерной графике. Для этого была специально разработана новая компьютерная программа, которая после выхода картины в прокат стала объектом мечтаний для многих режиссеров высокобюджетных картин.
    • Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма — 18 февраля 98 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата — 18 сентября 99 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
    • В конце картины герой Киану Ривза произносит финальный монолог. Примечателен тот факт, что ранее за всю свою актерскую карьеру Киану никогда не произносил более 5 предложений подряд.
    • Съемки картины полностью проходили в Австралии. Однако, как выяснилось уже в ходе съемочного процесса, в Австралии практически нет мест, походящих на американские гетто. В результате все декорации пришлось изготавливать на месте.
    • Съемки сцены драки между Нео и агентом Смитом в подземке несколько затянулись. Никто из участников группы не ожидал, что на этот эпизод будет затрачено такое количество времени. Сотни неудачных дублей, и в итоге съемки этой битвы заняли на 10 суток больше намеченного.
    • Харизматичные очки главных персонажей картины любезно предоставил лейбл Blinde. В тендере приняли участие 3 компании-производителя солнцезащитных очков. Удивительно, но тендер был проигран такими гигантами рынка как Ray-Ban и Arnette. Узнав результаты тендера, основатель компании Blinde Ричард Уолкер незамедлительно вылетел в Австралию, чтобы вместе с костюмерами подобрать очки на каждого актера.
    • Пружинящие мобильные телефоны были предоставлены одним из лидеров рынка — компанией Nokia. В ходе съемок были использованы две модели — Nokia 8110 и Nokia Stilleto. Эти телефоны были выпущены в ограниченном количестве и поступили в продажу лишь в часть европейских стран и Австралию.
    • Киану Ривз вложил собственные 38 миллионов долларов в производство спецэффектов для двух сиквелов.
    • Лана и Энди Вачовски уверяли, что их проект задумывался как трилогия ещё в 1993 году.
    • В тренировочной программе рукопашного боя, перед тем как Нео начинает нападать на Морфиуса, он потирает свой нос большим пальцем руки, что является воспроизведением известного движения Брюса Ли. Данный элемент отсутствовал в сценарии и является импровизацией Киану Ривза.
    • Пистолеты, которые использует Нео в вестибюле, являются точной копией MP5K. Однако в отличие от настоящего оружия, копии весили всего лишь 150-200 грамм.
    • В картине использовалось множество декораций из «Темного города» (1998).
    • Сцена, в которой Нео встречается с одаренными детьми в квартире Оракула, — дань уважения «Акире» (1988).
    • После встречи с Тринити в ночном клубе Нео просыпается в 9:18.
    • Нео останавливает лифт на 41 этаже в здании, где держат Морфиуса.
    • Тринити пилотирует вертолет B212.
    • Режиссёры предложили Хьюго Уивингу сыграть агента Смита после того, как увидели его актерскую игру в «Доказательстве» (1991).
    • По словам Дона Дэвиса, Джонни Депп был первоначальным выбором на роль Нео, однако студия хотела, чтобы Брэд Питт или Вэл Килмер сыграл главную роль.
    • Гари Олдман и Сэмюэл Л. Джексон рассматривались на роль Морфиуса.
    • Для съёмок сцены телефонного разговора между Нео и Морфиусом в здании «Meta Cortechs» Киану Ривз на самом деле вылез из окна без страховки, не пользуясь услугами каскадеров.
    • В сценарии о внешнем виде Тринити сказано достаточно просто – женщина в черной коже. Однако Ким Барретт (художник по костюмам) значительно расширила такую узкую характеристику.
    • Когда Нео находится в лифте на пути к Оракулу, на стене справа от него можно заметить буквы «KYM», что, скорее всего, является ссылкой на Ким Барретт (художника по костюмам).
    • Символы на экранах компьютеров состоят из перевернутых букв, чисел и японских иероглифов письма «катакана».
    • В фильме можно заметить немало различных вывесок и табличек с реально существующими улицами в Чикаго.
    • Съёмки сцен с вертолетом чуть не привели к закрытию всего проекта, т. к. съёмочная группа нарушила сразу несколько законов, пролетев на вертолетах через закрытое для полетов воздушное пространство. Однако впоследствии законы были изменены, чтобы продолжились съёмки фильма.
    • Пистолеты агентов — Desert Eagle. 50 AE.
    • В сцене допроса Нео можно заметить некоторые детали личного дела Томаса Андерсона: дата рождения — 11 марта 1962 года; место рождения — Lower Downtown, Capitol City; девичья фамилия матери — Мишель МакКэйхи; имя отца — Джон Андерсон; Нео получил образование в «Central West Junior High» и «Owen Paterson High». В этой же сцене можно заметить некоторую информацию из паспорта Нео: место рождения — Capital City USA; дата рождения — 13 сентября 1971; паспорт выдан 12 сентября 1991; срок действия паспорта истекает 11 сентября 2001.
    • Мотоцикл Тринити — Triumph Speed Triple.
    • Автомобиль, на котором передвигаются главные герои внутри Матрицы, — 1965 Lincoln Continental.
    • Номер комнаты Нео 101. Точно такой же номер был у места в книге Джорджа Оруэлла «1984», где люди подвергались пыткам и, в конце концов, начинали верить в то, что не является правдой.
    • Съёмочный период составил 118 дней.
    • Книга, в которой Нео прячет компьютерные диски, называется «Симулякры и симуляция».
    • Для сцены «Женщина в красном», в которой Морфиус проводит Нео через компьютерную симуляцию Матрицы, было задействовано множество близнецов, чтобы создать иллюзию всё время повторяющейся программы.
    • В одной из сцен фильма можно заметить телефонный номер с почти полностью видимым кодом города (3?2) 555-0690. В США существует три города с похожими кодами: Чикаго (312), Делавэр (302) и северо-западный полуостров во Флориде (352). В сценарии данный телефонный номер указан как 312-555-0690.
    • Кэрри-Энн Мосс снималась в телесериале «Матрица» (1993).
    • Все карты города, показанные в фильме, — это карты Чикаго.
    • Метрополитен Матрицы называется «CityRail». Точно такое же название у сети пригородных железных дорог Сиднея.
    • По словам костюмера Глории Бавы, изначально плащ Нео должен был быть серебряно-серого цвета.
    • По словам Ланы и Энди Вачовски, все животные в Матрице – изображения, созданные с помощью компьютера.
    • Изначально сцену преследования Тринити агентами хотели снимать на настоящих крышах домов, а не в студийных павильонах.
    • Изначально предполагалось получить $80 миллионов на постановку фильма, однако студия выделила только десять. Получив деньги, Лана и Энди Вачовски решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Финальный результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег они получили без всяких проблем.
    • Роль Морфиуса была предложена Шону Коннери, однако он отказался из-за того, что совершенно ничего не понял в сценарии.
    • Все сцены, действие которых происходит внутри Матрицы, имеют зеленоватый оттенок, в то время как сцены в реальном мире выполнены в нормальных цветах.
    • Режиссёры писали сценарий на протяжении пяти с половиной лет. Было написано четырнадцать версий сценария.
    • До начала съёмок все актеры, занятые в главных ролях, и основные члены съёмочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция».
    • Студия настаивала, чтобы в фильме обязательно присутствовали диалоги, объясняющие концепцию Матрицы, т. к. по мнению студийных боссов, сценарий попадал под категорию «сценарий, который никто не поймет».
    • Из фильма намеренно убрали голубой цвет, чтобы показать насколько мрачным является мир Матрицы.
    • Для съёмок начальной сцены фильма потребовалось шесть месяцев тренировок и только четыре дня съёмочного процесса.
    • «Матрица» стала первым фильмом, съёмки которого проходили на новой студии «Fox Studios» в Сиднее.
    • Когда Лана и Энди Вачовски продали сценарий «Наёмных убийц» (1995) продюсеру Джоэлю Силверу, они также рассказали ему о сюжете «Матрицы». Силверу понравилась общая идея, однако он ни за что бы не доверил постановку такого сложного проекта новичкам-режиссерам, не снявшим до этого ни одного фильма. Поэтому он посоветовал им снять для начала что-нибудь более простое в техническом плане. Вачовски сделали «Связь» (1996), получившую восторженные отзывы как от зрителей, так и от критиков. Успех дебютного фильма, доказавшего, что братья могут придумывать не только захватывающие истории, но и создавать запоминающийся визуальный ряд, убедил студию дать добро на постановку «Матрицы».
    • При съемках сцены «Полет пули» задействовали 120 специальных камер, для того, чтобы создать панорамный показ полета пули, выпущенной агентом, и движений уклоняющегося от неё Нео.
    • В начале фильма Нео достает компьютерный диск из книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «Симулякры и симуляция». Когда Нео достает из книжки спрятанный там диск, он открывает её на главе «О нигилизме». В интервью Le Nouvel Observateur 19 июня 2003 Бодрийяр утверждал, что «Матрица» неправильно понимает и искажает его работу «Симулякры и симуляции».
    • еще 63 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, где Тринити и Нео в поисках Морфиуса оказываются на крыше, один из пилотов вертолета трансформируется в агента Джонса. При этом левый висок Джонса приходится на затылок пилота. Однако после выстрела Тринити именно в этот висок, пулевое отверстие у пилота, покинутого «программой» агента, почему-то оказывается во лбу.
    • В сцене, когда Нео впервые встречается с Морфиусом, герой Лоренса Фишбёрна здоровается с Избранным. Морфиус протягивает правую руку, при этом левая рука у него за спиной. Далее сразу же следует вставка с другого ракурса, где левая рука уже почему-то опущена к полу. В следующем кадре левая рука Морфиуса снова за спиной.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Когда данная лента только появилась на экранах США (теперь даже интересно, что это совпало по времени с началом бомбардировок Югославии) и неожиданно стала суперхитом, казалось, что внезапный прорыв ранее не пользовавшегося успехом жанра киберпанк-триллеров о виртуальной реальности (например, в 1995 году провалился в прокате вполне неплохой фильм «Джонни-Мнемоник» с участием того же Киану Ривза), пожалуй, был неслучайным. И, наверно, братьям Вачовски (ранее они являлись сценаристами зрелищного, но неглупого боевика «Убийцы» и режиссёрами эстетизированной криминальной драмы «Связь») удалось умело сочленить в очередной работе эстетику «крутого комикса» (наподобие какой-нибудь «Смертельной битвы») с философией лучших научно-фантастических антиутопий. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 14019 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Матрица» — это гораздо больше, чем просто фантастика. Она предлагает нам по-новому взглянуть на нашу жизнь, заставляет задуматься над тем, что представляет для нас наш мир… Ведь действительно, мы взаимодействуем с окружающей нас средой лишь пятью органами чувств и больше ни чем… Что, если для познания мира нужно еще что-то, чего у нас нет…

    Я не могу расценивать «Матрицу» просто как еще одно интересное кино. Она оказалась гораздо глубже подавляющего большинства фильмов, поставила сложные вопросы и изменила мое представление о жизни. После всего этого придираться к «Матрице» совершенно не хочется. Если фильм в состоянии произвести настолько мощное впечатление, которое произвела эта картина, то все претензии застревает комом в горле. Это десять баллов без всяких компромиссов.

    10 из 10

    11 сентября 2014 | 15:56

    «Матрица», с первых кадров погружает нас в мрачный, бескомпромиссный мир. Он напоминает наш, списан с него, но вскоре все опровергается — а настоящие, это кошмар с которым еще не сталкивался, ныне живущий человек.

    Будучи революционной в области спецэффектов, картина обладает и серьезной философской составляющей. Безусловно, многое высказанное в фильме относительно свободы, выбора и нашей реальности не ново для философии. Но до создателей «Матрицы» никто не сумел так ненавязчиво преподнести это публике, которая была увлечена незабываемыми сценами драк и преследований. Но если задуматься, философия «Матрицы» чрезвычайно радикальна, большинство главных героев, так называемых «освободившихся» готовы убивать простых людей, стань они на их пути. Помните: — Если, ты не один из нас, ты один из них. Так, и получается что сражаясь за все человечество, они подобно машинам признают только один путь — свой, и больше ничей.

    Роль Морфиуса, легендарного террориста (для людей) и одного из лидеров сопротивления, сыграл Лоренс Фишбёрн. Этот образ намного глубже чем например Тринити или даже Нео. В нем сочетается множество всего: Мефистофель, искушающий познать истину, но также это и Фауст, одержимый одной идее, также желающий знание. Фишберну удалось сыграть этот сложный, многогранный персонаж. Если вначале Мрфиус предстает перед нами невозмутимым, практически самодовольным, то уже в конце, он практически обычный человек, со всеми присущими ему эмоциями: страхом, сомнениями… и конечно же способностью делать невозможное.

    Роль главного героя Нео, сыграл Киану Ривз. Его образ не нов для западного мира, это человек практически растворившийся в офисной жизни, где у каждого сотрудника, полу-конура с перегородкой и персональный компьютер. У многих такое существование вызывает панику и закономерный протест. Так и Нео, днем все силы отдающий работе, ночью, в полусне, во всемирной паутине, пытается найти ответы…

    Кэрри-Энн Мосс, сыгравшая Тринити, наименее яркая из главных героев. Но она, одна появляется в первые минуты фильма, именно эпизод ее драки с полицией, и определил интерес зрителя к фильму. Безусловно большая часть сцены была создана с помощью компьютерных технологий и дублеров. Но страх и желание спасти свою жизнь, мастерски сыгранный актрисой, вряд ли можно записать на счет компьютера…

    Что касается саундтрека то он нарочито искусственен. С первых секунд ясно, что он такой же продукт совместный деятельности человека и машины, как например матрица, которая фактически не может существовать без людей. Но он, как нельзя лучше, подошел к атмосфере фильма, драки которые происходят под такую музыку смотрятся просто великолепно.

    Но часто, остается без внимания и другая важная составляющая фильма — комедийная. Юмор буквально на каждом шагу. Чего только стоит Нео открывший рот для провидицы, чтобы та убедилась в его избранности…

    10 из 10

    4 сентября 2011 | 16:35

    Томас Андерсон — опытный программист, который работает в солидной фирме, а в свободное время подрабатывает тем, что достает разным людям нужную им информацию при помощи своих навыков. Так же Томас ищет таинственного человека по кличке Морфеус, вскоре тот сам выходит на него, после чего жизнь нашего героя меняется полностью. Он узнает, что весь тот мир, в котором он жил — лишь иллюзия, а люди служат в нем батарейками для гигантских машин, которые захватили планету.

    Сложно себе представить другой фильм, который бы имел больший резонанс в обществе чем «Матрица». Фильм вызвал множество вопросов и споров в общественности, многие люди реально начали задумываться о том: в настоящем ли мире мы живем, и не является ли он всего лишь иллюзией, как это было показано в «Матрице».

    Помимо отличного сценария: который задает множество вопросов и показывает нам альтернативную реальность, в фильме так же имеет просто ошеломительную техническую и визуальную сторону. Многие визуальные эффекты, которые были задействованы в фильме — являются своего рода новшеством в кино. Например, тот же эффект «замирающей камеры». Это уже после выхода фильма в прокат многие начали приписывать этот технические прием себе, но факт остается фактом — Вачовски первые использовали его в кино. Так же фильм изобилует множеством сло-мо сцен, которые смотрятся просто шикарно. Что здесь говорить — фильм и по сей день смотрится не хуже любых современных блокбастеров. Кто бы, в чем не упрекал Вачовски, но в плане постановки экшн сцен мало кто может тягаться с ними.

    Не можно забыть и о шикарном музыкальном сопровождении, которое гармонично дополняет все происходящее на экране. Динамичный экшн в сочетании с не менее бодрыми музыкальными треками выдают в итоге бодрящий коктейль, который не дает, ни на секунду отвлечешься от происходящего на экране. Хотелось бы сказать пару слов о работе стилистов: ребята постарались просто отлично. Давно уже не видел такого подбора стильной одежды.

    Искренне завидую тем, кто будет смотреть этот фильм впервые. К сожалению былые впечатления уже не вернуть, так же само как и не испытать тех прежних восхитительных эмоций от просмотра. Совершенно забыл сказать об актерской игре, но ведь лучше самому все увидеть, чем сто раз услышать. Роль Морфеуса для Лоренса Фишберна, как и роль агента Смита для Хьюго Уивинга стали знаковыми в их карьере, а их образы давно останутся в памяти у всех киноманов.

    Фильм, который уже давно прописал свое место в истории кино. Фильм, который уже давно стал культовым для миллионов киноманов по всему миру. Насколько это заслуженно или нет — решать каждому. Но то что «Матрица» имела огромное влияние не только на кинематограф, но и на общественность — факт с которым не поспоришь. Приятного просмотра!

    12 ноября 2012 | 00:44

    Мир на пороге миллениума, пик развития цивилизации: сознание людей существует алгоритмами в неосязаемой, невидимой, необоняемой и периодически невкусной тюрьме запрограммированного бытия, а тела биологическими батарейками подпитывают механических триумфаторов на два столетия позже. Матрица — виртуальная среда, фальшивая жизнь, циничное издевательство слишком хорошо перенявшего некоторые черты своих создателей искусственного интеллекта. Томас Андерсон — будущий спаситель человечества, днем в поте лица работает на ИТ-гиганта, платит налоги и тимуровски помогает консьержке выносить мусор, а ночью персональным мессией криминальной микровселенной совершает всевозможные киберпреступления под теперь уже культовым никнеймом «Нео». Антивирусные спецслужбы выходят на героя одновременно с группой лысого, темнокожего и загадочного международного террориста Морфеуса. Первые недвусмысленно зашивают ему рот и запускают в пузо недвусмысленного жучка, а вторые вынимают жучка, очаровывают цитатами из Кэррола и хитрым пеленгом вытаскивают в чудовищно несимпатичную, но единственно настоящую реальность, которую и предстоит спасать.

    Сейчас, наверное, тяжело в это поверить, но в свое время «Матрица» изрядно удивляла. Начинаясь невыносимо зеленым нуаром, детективными полунамеками и нестареюще замечательными рапидами, фильм крутых братьев Вачовски подкупает бесстыднейшим заигрыванием не со всеми, но с каждым. Сообщите миллионам, что с этим миром что-то не в порядке, и миллионы станут вашими навсегда, с потрохами. Стихийный солипсизм и бойкая анархистская риторика околдовывают, и здоровая доля глянцевой привлекательности «Матрицы» заключается именно в умении существовать на одной волне с практически любым зрителем, говорить на его языке и с навыком опытного фокусника манипулировать сознанием с помощью белых кроликов и несуществующих ложек. В центре — монументальнейшая, фундаментальная метафора бунта против разнообразных систем, вспомогательными средствами мешанина из известных философских вопросов и вездесущий постмодерн. С гусарской лихостью отсекается диалектика Азимова, игра в бога по умолчанию принимается обреченной на провал. Одной мимоходной репликой уничтожаются общественные институты: рутинность работы, бесполезность экономики, утешительная лживость религии и дезинформация телевидения объявляются тюрьмой для мысли, и есть в этом мощная, энергичная, локомотивная наглость. Деструктивное мировоззренческое попурри без ответов играет поднимаемой проблематикой через эстетику так динамично, что нет не только времени, но и повода задуматься. Но ни в коем случае не стоит обманываться нарочитой поверхностностью высказываний — цена реальности, зигзаги фатализма и пре-декартовый демонический скептицизм показаны через выпуклые, максимально эффектные, исчерпывающе каноничные образы.

    Такого существа, как человек, больше нет: библии нового мира — справочные руководства -определяют его как «пользователя». Люди стали сырьевым придатком собственных гаджетов, и при всей не подвергающейся сомнениям любви к обществу информационному, предпочитающему рабской сытости голодную осведомленность, Вачовски по-доброму саркастично относятся к гиподинамичному поколению аватарок и постов: невозможно не узнать себя, обязательного завсегдатая виртуального пространства, в меланхоличном монологе одного из героев: «Я не вижу символов, привык.. Вижу блондинку, брюнетку, рыженькую..» В «Матрице» нет ни одного лишнего слова или лишней сцены — и даже при качественном неприятии идейности фильм способен взять свое исключительно количеством. Феерично обтекают и перетекают друг в друга символика религиозная, гиковская и задорно-философичная, давая на выходе кино, ни много ни мало великое с точки зрения меметичности и краеугольности метафор. Обоюдоострый, замкнутый уроборосом символизм оборачивается высказыванием обо всем сразу и ни о чем конкретно, памятником прямолинейной вау-упоительности девяностых и монстроузной условности антиутопий. Компьютерная среда пародирует социальные отношения, общество функционально пародирует виртуалити, а по сути они — одно и то же, и в этом прелесть и кошмар.

    Но не троллингом единым жива «Матрица»: сюжетной первоосновой остается классический роман воспитания. Чудесный Нео, находящийся в единственно уместном состоянии — состоянии перманентного изумления, и его всемудрый и всеблагий учитель Морфеус образуют одну из самых запоминающихся экранных пар системы «сенсей — избранный» ever. Первый покоряет сердца широко распахнутыми глазами и лицом вечного ребенка, наивно путает лево и право, непередаваемо круто колошматит своим божественно чугунным лбом бетонную стену системы и восхитительно ломает шеи враждебным антивирусным алгоритмам, а второй с дьявольской, сверхъестественной ловкостью ведет диалог, радует неподражаемо преподавательскими интонациями и для этого даже с инверсией говорить не обязательно ему. И такие они классные и обалденные, что задвигают куцую любовную линию на третий план и делают ее совершенно необязательной, несмотря на сексуальное напряжение и разряжающую раздачу свинца под волшебно химических Prodigy. И не надо было продолжать, право, с богоискательностью оставшихся частей трилогии — самые лучшие представители важнейшего из искусств всегда находятся в шаге от безвкусицы, а механизм «Матрицы» оказался до неожиданного тонок. Вся его сила в латексной пафосности и всеохватной стилистике, в здоровой наглости, убийственной серьезности и непередаваемом апломбе — том самом, который заставил предположить, что пик цивилизации будет задолго до айфонов.

    Неизвестно, что было раньше — яйцо или курица. Также неизвестно, что появилось первым — идея «Матрицы» или ее эстетика. Главное же, что симпатичная машинная логика, вполне убедительно сравнивающая человечество с раковой опухолью с присущей Эй-Ай очаровательной негуманоидностью — вовсе не то, что запоминается в первую очередь. Изящество, с которым бунту машин устраивается Green Screen of Death — вот что главное, а понимание прямо скажем, не поражающей воображение глубины приходит несколько позже. Исповедуемое Энди и Ларри чувство прекрасного — это то, что только через абсолютную крутизну можно осмыслить вселенную, черный цвет идет ко всему, а хром и кожа никогда не выйдут из моды. Содержание само по себе есть углублённая в себя форма — мысль, вокруг которой выстроил творчество Тарантино, никогда не была столь кристально ясной, как у братьев Вачовски. Целые жанры и киноэпохи раскрываются в кратких и хлестких монтажных фразах — как вся квинтэссенция спагетти-вестернов прямым импульсом неизбежного узнавания откликается в сознании на сцене в подземке. Как сказал Морфеус — увы, нельзя объяснить, что такое Матрица — но можно показать — он, как и все в не самом сложном, но чертовски интересном мире, придуманном братьями, разговаривает исключительно афоризмами.

    Все мы смотрим кино ради моментов — это финал «Назад в будущее» и начало «Такси-2», это «I’ll be back» в исполнении Арни и Лео, обнимающий Кейт на носу «Титаника». Это моменты, на которых ощущаешь себя Гарри Поттером, которому только что сообщили, что он — волшебник, и воздушный шар распирает изнутри. Кажется, именно Энди и Ларри Вачовски впервые удалось создать фильм, состоящий из таких моментов целиком.

    5 сентября 2012 | 13:21

    Посмотрев фильм в первый раз ещё подростком, я совершенно не уловил смысла этой картины, сюжета, задумки. Сегодня всё по-другому.

    Когда я беру в руки старый пошарпанный пиратский диск с одноимённой надписью на обложке, я чувствую то же, что и в детстве. Непонятно, но интересно узнать, что же там будет.

    Но когда фильм начинается, я понимаю в нём всё.

    Это уже легенда, и не побоюсь сказать, классика. Относительно долгие и как будто приевшиеся сцены компенсирует отличная актёрская игра, работа оператора, сценаристов. И самое главное — продуманная и созданная атмосфера. Это впечатляюще чувствуется и очень захватывает.

    Некая примесь китайской философии, спокойствия, окружающей жизни и небольшого количества пафоса.

    Музыка — шедевральна. Я думаю, её не раз уже слышали даже те, кто не смотрел «Матрицу».

    И как обычно бывает — первая часть — самая лучшая из всех. В данном случае, из трилогии. Я бы порекомендовал смотреть лишь её. Остальные только всё усложнят и испортят впечатление.

    Отличная задумка требует весь фильм и после него невольно, простите за каламбур, задуматься и сравнить «Матрицу» с реальной жизнью.

    Как я уже сказал, актёрская игра замечательна. Киану Ривз на высоте. В этой роли так впечатляюще может выглядеть лишь он. И остальные герои тоже.

    Что говорить. Смотрите и чувствуйте. А главное, думайте.

    9,5 из 10

    25 мая 2014 | 23:59

    Отличная завязка, отличный сюжет, отличное исполнение! На мой взгляд — лучший фантастический фильм, ни много ни мало, прошлого века.

    Не нужно смотреть эту картину сквозь призму того чему фильм может научить, или наоборот. Надо воспринимать ее так, как задумали братья Вачовски! И не более. А задумка была на фантастический фильм с элементами экшн-боевика. И в этом плане претензий к фильму никаких.

    Киану Ривз после просмотра «Матрицы» ассоциируется у меня в первую очередь именно с Нео, а не с Кевином Ломаксом ("Адвокат дьявола»). Уж слишком хорошо он вошел в образ. Да и актерский состав в целом на высоком уровне, и в плане подбора, и в плане игры. Как впрочем и все остальные составляющие кино.

    В общем данный фильм нужно просто смотреть, а все стереотипы оставим для более насущного и мирского. Спасибо

    9 из 10

    17 апреля 2010 | 01:38

    Именно за этот диалог Я полюбил этот шедевр Братьев Вачовски. Матрица фильм, который если и не изменил мою жизнь полностью, то уж очень сильно повлиял на мое сознание. Честно говоря, я уже не помню сейчас, когда последний раз смотрел по — настоящему великолепный фильм, такой как Матрица.

    Про сюжет отдельная тема. Что есть реальность? А что нет? Порой меня самого мучает этот вопрос. Но ответ Я, возможно уже знаю. Реально это мое сознание.

    Возможно, философская идея Матрицы не была нова для своего времени, но как говориться все новое — это хорошо забытое старое и благодаря Классному сюжету, великолепным диалогам и феноменальным спецэффектам старой идеи придали новую форму. И когда Я читал отрицательные рецензии по поводу того, что «Философия на уровне задачек по арифметике для 3 класса» мне хочется задать вопрос: господа, а вы сами бы смогли придумать что — то подобное?

    Бесспорно это лучшая роль Киану Ривза (он с тех пор один из моих любимых актеров), а для меня Матрица это еще и лучшая кинофантастика всех времен и народов.

    Как известно в 2000 фильм получил 4 Оскара. А Я бы дал еще и Пятый — За лучший сценарий.

    P.S. Целой рецензии не хватит, чтобы выразить мое восхищение этим реальным киношедевром.

    10 из 10

    9 октября 2010 | 09:34

    90-стые. Время киношедевров. Время, когда компьютерная графика стала похожей на реальность. И вот некие Лана и Эндрю Вачовски решили сделать фильм, наполненный спецэффектами, и от части умный. И что самое интересное — он получился и умным, и наполненным спецэффектами. И вот теперь некие Братья Вачовски стали известными, получили за тот фильм 4 оскара, и до сих пор получают различные грамоты и награждения. Может быть удача, а может эти люди действительно умеют снимать кино, а может и наш мир матрица, а они ее создатели.

    Матрицу можно пересматривать сколько угодно, а она все равно будет оставлять в твоем разуме свой след. И я в очередной раз в этом убедился, пересмотрев ее раз пятый.

    Знаю, что оставляя рецензию сейчас, спустя 15 лет после выхода этого фильма, ничего никому не докажу. Просто хочу поделиться эмоциями, которые оставляет этот шедевр. Конечно, можно было похвалить в очередной раз визуальный ряд, или саундтрек, а может и идею фильма. Но это уже сделали много рецензистов до меня.

    В действительности фильм оставляет уж очень много эмоций, все и не перечислить. Но самая главная мысль, которая и сейчас пронзает голову — это реальность. Бывает сядешь, и задумываешься, реален ли ты? Реально ли окружение, которое ты привык видеть? Может все иллюзия? Такая мысль была, наверно, у многих. Матрица заставляет еще больше об этом задумываться фразами «А что есть реальность?».

    Свобода. Все привыкли говорить, что они свободны. Все независимы от чего-либо, или от кого либо. Фильм показывает обратное. Все мы — заложники этого мира. И фильму можно верить, ведь именно такая философия наиболее приближена к реальности.

    Значимость. Бывает еще раз так сядешь, и задумаешься — а может ты один в этом мире? А все остальные люди — это плод твоего воображения. Кстати, такая мысль возникла только после просмотра этого фильма. И не у меня одного.

    Есть еще и мысли по поводу веры, любви. И таких вот мимолетных раздумий очень и очень много. И если вы вдруг еще не смотрели этот шедевр, то обязательно посмотрите. Кто-то говорит, что здесь много спецэффектов, кто-то же напоминает про то, что оскверняют религию. Может и так, но для меня, человека, который просто любит смотреть фильмы — этот фильм получился шедевром.

    Что есть реальность и как определить её? Весь набор ощущений — зрительных, осязательных, обонятельных — это сигналы рецепторов, электрический импульс, воспринятый мозгом.

    10 из 10

    22 июня 2014 | 15:23

    О вкусах не спорят. О них яростно вопят, поливая друг друга грязью.

    Как всё началось. Вообще каждого человека в период осенней хандры посещала мысль, что мир вокруг жестокий, пустой, бессмысленный, нереальный, ненастоящий (нужное подчеркнуть). Иными словами, эта мысль стучалась в голову ко всем без исключения. И вот братья Вачовски решили нажиться на общей идее. Почему бы и нет. И вот, на экраны выходит «первый в своем роде», «революционный» и относительно неглупый голливудский блокбастер. Всё. Взрыв. Прорвало. «О Боже!», «Какая сенсация!», «Новая эра кинематографа!», «Вачовски гениальны!» и бла-бла-бла. Каждый уважающий себя таблоид и каждый неуважающий себя кинокритик сорвал голос, нахваливая «Матрицу».

    Ну что ж… Порассуждаем? Из чего сделано это кино? Идея? Да, идея. Но она НЕ новая. Вспомните (если вы знали) миф о пещере. Колоссальная вещь, даже по нынешним меркам, явно свидетельствующая о том, что уже в античности люди додумались до того, что так пафосно внушили нам Энди и Ларри. Не стоит отрицать, они интересно её преподнесли. Но от себя лично особо ничего не добавили. И да, я понимаю, почему этот фильм стал таким культовым в конце 90-х. Новая эра, заработал интернет и мысль о том, что мир состоит из ноликов и единичек всех повергла в шок. Но не пора ли уже вернуться к реальности?

    Этот фильм глубокомысленный? Умный? Да неужели? Всю его «глубокомысленность» в глазах зрителя его делают высокопарные рассуждения о «высшем предназначении» и периодически якобы невзначай брошенные Морфеусом фразочки а-ля «это лишь ментальная проекция твоего визуального я». Не поспоришь, понахватался Лоуренс Фишбёрн умных слов.

    А тут еще на сцену выскакивает Киану Ривз (фанаты ревут). Да, с лицом полного аутиста. О да, несомненно, это же так артистично. А то, что машущий ногами и руками Ривз в этом дурацком плаще типа киберпанк просто в точности повторяет эмоционально оделенного Чака Норриса, вообще никого не волнует. Он же гениально сыграл. С такими же лицами ходят там и Хьюго Уивинг (о да, гениальнейший кинозлодей всех времен и народов с непробиваемо монолитным лицом) и такая же Кэри-Энн Мосс. Ну она хоть поплакала там где-то в конце, развеяв мои подозрения, что в Матрице живут одни лишь эмоциональные импотенты.

    Невыносимой жестокостью было пихать в это китчевое несуразное собрание спецэффектов, громыхалок и удивительно разноплановых декораций еще и любовную линию. И неважно, что Нео стоит за высшую справедливость, если он падок на женщину. К тому же, такую некрасивую. Ладно, утешимся мыслью, что Тринити на Навухудоносоре единственная, а не безрыбье, как известно…

    И было дело так. Взяли, значит, Вачовски понемногу из Библии, «Алисы в стране чудес», «Метрополиса», (но создали при этом абсолютное новаторство, да?) приправили все это спецэффектами на 60 миллионов, одели всех в свингующие плащи и заставили пихать друг другу в животы каких-то мерзких сколопендр, останавливать пули силой мысли и шинковать в мелкий винегрет мозг зрителю. Получилась этакая секта, позволяющая максималистам и романтикам спрятаться в домик и отгородиться от реальности, объяснив всё «Матрицей». Хотя, признайтесь, большинство из вас любят это кино за зрелищность и сцену с пулями. А не за его бредовые попытки уйти в философию и глубокомысленность.

    А теперь пощупайте свой затылок… Нашли провод? Поздравляю, вы в Матрице!

    А я, пожалуй, останусь тут.

    26 сентября 2011 | 20:30

    Когда я первый раз посмотрел этот фильм, он сразу же покорил мое воображение и стал одним из любимых. «Матрица» — фантастический приключенческий боевик и один из самых ярких и заметных фильмов 1999 года. Кино несомненно имеет свою кинематографическую ценность и исключительность, и не посмотреть его, означает действительно потерять многое. Мы видим, что мир, в котором мы живем, нереален, и что это все матрица и мир грез, а настоящая реальность намного суровее и неожиданней, чем мы думаем, и в ней все ни так-то просто, и настоящая реальность ужасает и шокирует своей правдой. Мы видим фантастическую историю будущего и историю избранного, в которого верят и знают, что он станет спасителям, и тогда придут большие перемены…

    Фильм восхитительный и его даже не с чем сравнить, если только с другими частями этой фантастической истории. Данный боевик как один большой и длинный необычный сон, из которого должен быть выход, и герои этого фильма его обязательно найдут. Кино качественное и снято достойно, тем и цепляет, а его история хорошо продуманна, и в ней есть свои неожиданности и впечатляющие моменты, поэтому я с уверенностью говорю, что это шикарное кино.

    Главную мужскую роль в этом фантастическом боевике играет Киану Ривз. Лично для меня это лучшая его роль, и справился он с ней отлично, а в главной роли смотрелся достойно. Он обаятельный мужчина и сильный актер, и эта его роль невероятная, и он так здорово сыграл своего героя Нео, что никакого другого актера на его месте я представить не могу. Кэрри-Энн Мосс неплохая и серьезная актриса, и ее роль Тринити стала лично для меня ее лучшей и самой заметной ролью. Дуэт этих актеров был красивым, и вместе смотрелись хорошо. Хьюго Уивинг идеально подошел на отрицательную и неприятную роль агента и справился о ней с ней достойно.

    Данный первый фильм мне нравится больше всего, и он уникален. Я люблю этот фантастический боевик с элементами экшина от первого и до последнего кадра, и считаю, что он фильм в свое время открыл новый уровень мирового кино, и мы увидели нечто невообразимое и нереальное, что действительно покоряет воображение. Посмотрев это кино какое-то время думаешь о нем, и он заставляет тебя погрузиться в нечто нереальное и незыблемое, что уносит в вымышленный и ненастоящий мир, из которого каждый должен найти выход или остаться там навсегда, придаваясь иллюзией обмана. Увидев это кино, я сразу же хотел посмотреть продолжение.

    Приятного просмотра!

    10 из 10

    4 декабря 2013 | 12:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 МатрицаThe Matrix1999
    3 Аниматрица: Второе возрожден...The Second Renaissance Part II2003
    5 Матрица: ПерезагрузкаThe Matrix Reloaded2003
    6 Матрица: РеволюцияThe Matrix Revolutions2003
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 289 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    Blu-Ray, 1999 руб.
    Blu-Ray, 1999 руб.
    Blu-Ray, 899 руб.
    Blu-Ray, 1350 руб.
    саундтрек, 803 руб.
    саундтрек, 297 руб.
    подробнее

    Новости


    Режиссер Роланд Эммерих и Киану Ривз вместе спродюсируют научно-фантастический сериал под названием «Нью-Анджелес», который финансирует компания Slingshot Global Media(...)
     
    все новости

    Интервью


    В Warner Bros. прекрасно понимают, что франшизы с участием Бэтмена и Супермена постоянно могут приносить им приличный доход, но они также осознают, что есть место и для таких экстраординарных проектов, как «Грань будущего». C «Идентификацией Борна» у меня все было сложнее. Пришлось тогда побыть настоящим бунтарем. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    По случаю выхода в прокат «Города грехов 2» КиноПоиск вспоминает другие фильмы последних лет, которые могут похвастаться выдающимся визуальным рядом и интересными стилистическими решениями — от «Героя» и «Аватара» до «Пекла» и «Древа жизни». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    3D-ремейк «Гражданина Кейна» с Киану Ривзом, кулинарное шоу с Ганнибалом Лектером, автобиографический хоррор Квентина Тарантино и сожженный манускрипт продолжения «Игры престолов». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Никаких добрых делNo Good Deed24 250 283
    2.История дельфина 2Dolphin Tale 215 873 397
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8 102 358
    4.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles4 855 136
    5.Типа копыLet's Be Cops4 378 297
    12.09 — 14.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil63 140 639
    2.Типа копыLet's Be Cops41 054 874
    3.Виноваты звездыThe Fault in Our Stars35 441 844
    4.СигналThe Signal25 066 791
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy23 286 504
    04.09 — 07.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 301 421909 248
    Деньги315 472 529 руб.214 609 767
    Цена билета242,41 руб.2,63
    04.09 — 07.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра8.254
    111.КазиноCasino8.253
    112.Семь жизнейSeven Pounds8.248
    113.РэйRay8.246
    114.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.243
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.В сердце моряHeart of the Sea95.01%
    7.РогаHorns94.97%
    8.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.72%
    9.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.61%
    10.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.57%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Ирония судьбы, или С легким паром!73
    Школа плотиL' École de la chair3
    Винсент и ТеоVincent & Theo7
    Кошмар на улице Вязов 2: Месть ФреддиA Nightmare on Elm Street Part 2: Freddy's Revenge46
    Человек ноябряThe November Man2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.177
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.068
    Корпоратив
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.341
    Человек ноябряThe November Man
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    Дружба и никакого секса?What If02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры