всё о любом фильме:

Матрица

The Matrix
год
страна
слоган«Добро пожаловать в реальный мир»
режиссерЭнди Вачовски, Лана Вачовски
сценарийЭнди Вачовски, Лана Вачовски
продюсерДжоэл Силвер, Брюс Берман, Дэн Краччиоло, ...
операторБилл Поуп
композиторДон Дэвис
художникОуэн Патерсон, Хью Бэйтап, Мишель МакГэхи, ...
монтажЗэк Стэнберг
жанр фантастика, боевик, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  33.8 млн,    Япония  5.3 млн,    Германия  4.77 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время136 мин. / 02:16
Жизнь Томаса Андерсона разделена на две части: днём он самый обычный офисный работник, получающий нагоняи от начальства, а ночью превращается в хакера по имени Нео, и нет места в сети, куда он не смог бы дотянуться. Но однажды всё меняется — герой, сам того не желая, узнаёт страшную правду: всё, что его окружает — не более, чем иллюзия, Матрица, а люди — всего лишь источник питания для искусственного интеллекта, поработившего человечество. И только Нео под силу изменить расстановку сил в этом ставшем вдруг чужим и страшным мире.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.70 (1 048 040)
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
121 + 18 = 139
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Когда Нео находится в лифте на пути к Оракулу, на стене справа от него можно заметить буквы «KYM», что, скорее всего, является ссылкой на Ким Барретт (художника по костюмам).
    • Незадолго до начала съемок Киану Ривз серьезно повредил шейные позвонки. В течение 4 месяцев подготовительных тренировок он был вынужден носить на шее фиксирующий бандаж.
    • Как только картина вышла на экраны и поразила зрителей эффектом замирающей камеры, тут же возникло множество людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран. Французский режиссер Мишель Гондри использовал этот эффект в рекламе страховой компании, а чуть позднее в клипе поп-звезды Бьорк. Архитектор Мэттью Банистер подробно описал данную проблему в своей научной работе. Он предположил, что движение и время в кадре могут идти как параллельно, так и отдельно друг от друга. Однако в то время аппаратура не позволяла провести данный эксперимент. И, наконец, художник Тим МакМиллан продемонстрировал эту технику на одном из британских каналов в 1993 году. Возможно, каждый из них изобрел этот эффект по отдельности, возможно кто-то воспользовался идеями других. Так или иначе, для большинства обывателей, революционерами все равно останутся Лана и Энди Вачовски.
    • На роль Нео претендовали Юэн МакГрегор и Леонардо ДиКаприо и Том Круз. В свою очередь, Вэл Килмер претендовал на роль Морфиуса. Уилл Смит также вполне мог сыграть Нео, однако предпочел сняться в неудавшемся «Диком, диком Западе» (1999).
    • В первый день съёмок снималась сцена в офисе, в которой Нео пытается скрыться от преследующих его агентов.
    • Роль агента Смита по замыслу режиссёров Вачовски должен был исполнить француз Жан Рено. Однако последний предпочел поработать в другом голливудском блокбастере — «Годзилла».
    • Во время съемок одной из сцен актриса Керри-Энн Мосс сломала ногу, однако решила не ставить в известность съемочную группу, дабы не лишиться знаковой в её карьере роли.
    • Перед началом съемок ведущие актеры изучали основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
    • В картине немало обращений к сказкам Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье». В фильме также содержится множество ссылок на Маркса, Кафку, дзэн-буддизм и «Одиссею» Гомера.
    • Забавные анаграммы (переставив буквы во фразах можно получить новую фразу) замечены в саундтреке к фильму. Композиции, звучащие во время тренировочного поединка Нео и Морфеуса, под названиями «Bow Whisk Orchestra» и «Switch or Break Show» являются анаграммами к «Wachowski Brothers» (братья Вачовски - режиссеры картины). Также в картине звучат следующие композиции: «Exit Mr. Hat» и «Threat Mix». Оба этих трека являются анаграммами к названию фильма - «The Matrix». Кроме того, после того как Нео начинают называть избранным (The One), анаграмму можно заметить и здесь - Neo ~ One.
    • Номер комнаты ТРИнити — 303, а номер комнаты «избранного» (The One — «один») — 101.
    • Во второй раз в своей актерской карьере Лоренсу Фишбёрну довелось сыграть капитана корабля. В 1997 году в картине «Сквозь горизонт» он сыграл капитана Миллера.
    • К середине 2002 года (спустя 3 года после выхода Матрицы) эффект «медленно летящей пули» был использован в 20 различных фильмах.
    • Первоначально сцену, в которой Нео уклоняется от пуль, выпускаемых в него агентами, хотели снимать по старинке, используя манекенов и различные технические устройства. Однако после того, как было потрачено несколько километров кинопленки и израсходовано множество манекенов, было принято решение прибегнуть к компьютерной графике. Для этого была специально разработана новая компьютерная программа, которая после выхода картины в прокат стала объектом мечтаний для многих режиссеров высокобюджетных картин.
    • Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма — 18 февраля 98 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата — 18 сентября 99 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
    • В конце картины герой Киану Ривза произносит финальный монолог. Примечателен тот факт, что ранее за всю свою актерскую карьеру Киану никогда не произносил более 5 предложений подряд.
    • Съемки картины полностью проходили в Австралии. Однако, как выяснилось уже в ходе съемочного процесса, в Австралии практически нет мест, походящих на американские гетто. В результате все декорации пришлось изготавливать на месте.
    • Съемки сцены драки между Нео и агентом Смитом в подземке несколько затянулись. Никто из участников группы не ожидал, что на этот эпизод будет затрачено такое количество времени. Сотни неудачных дублей, и в итоге съемки этой битвы заняли на 10 суток больше намеченного.
    • Харизматичные очки главных персонажей картины любезно предоставил лейбл Blinde. В тендере приняли участие 3 компании-производителя солнцезащитных очков. Удивительно, но тендер был проигран такими гигантами рынка как Ray-Ban и Arnette. Узнав результаты тендера, основатель компании Blinde Ричард Уолкер незамедлительно вылетел в Австралию, чтобы вместе с костюмерами подобрать очки на каждого актера.
    • Пружинящие мобильные телефоны были предоставлены одним из лидеров рынка — компанией Nokia. В ходе съемок были использованы две модели — Nokia 8110 и Nokia Stilleto. Эти телефоны были выпущены в ограниченном количестве и поступили в продажу лишь в часть европейских стран и Австралию.
    • Киану Ривз вложил собственные 38 миллионов долларов в производство спецэффектов для двух сиквелов.
    • Лана и Энди Вачовски уверяли, что их проект задумывался как трилогия ещё в 1993 году.
    • В тренировочной программе рукопашного боя, перед тем как Нео начинает нападать на Морфиуса, он потирает свой нос большим пальцем руки, что является воспроизведением известного движения Брюса Ли. Данный элемент отсутствовал в сценарии и является импровизацией Киану Ривза.
    • Пистолеты, которые использует Нео в вестибюле, являются точной копией MP5K. Однако в отличие от настоящего оружия, копии весили всего лишь 150-200 грамм.
    • Николас Кейдж отклонил предложение сыграть Нео.
    • В картине использовалось множество декораций из «Темного города» (1998).
    • Сцена, в которой Нео встречается с одаренными детьми в квартире Оракула, — дань уважения «Акире» (1988).
    • После встречи с Тринити в ночном клубе Нео просыпается в 9:18.
    • Нео останавливает лифт на 41 этаже в здании, где держат Морфиуса.
    • Тринити пилотирует вертолет B212.
    • Режиссёры предложили Хьюго Уивингу сыграть агента Смита после того, как увидели его актерскую игру в «Доказательстве» (1991).
    • По словам Дона Дэвиса, Джонни Депп был первоначальным выбором на роль Нео, однако студия хотела, чтобы Брэд Питт или Вэл Килмер сыграл главную роль.
    • Гари Олдман и Сэмюэл Л. Джексон рассматривались на роль Морфиуса.
    • Для съёмок сцены телефонного разговора между Нео и Морфиусом в здании «Meta Cortechs» Киану Ривз на самом деле вылез из окна без страховки, не пользуясь услугами каскадеров.
    • В сценарии о внешнем виде Тринити сказано достаточно просто – женщина в черной коже. Однако Ким Барретт (художник по костюмам) значительно расширила такую узкую характеристику.
    • Символы на экранах компьютеров состоят из перевернутых букв, чисел и японских иероглифов письма «катакана».
    • В фильме можно заметить немало различных вывесок и табличек с реально существующими улицами в Чикаго.
    • Съёмки сцен с вертолетом чуть не привели к закрытию всего проекта, т. к. съёмочная группа нарушила сразу несколько законов, пролетев на вертолетах через закрытое для полетов воздушное пространство. Однако впоследствии законы были изменены, чтобы продолжились съёмки фильма.
    • Пистолеты агентов — Desert Eagle. 50 AE.
    • В квартире Оракула на экране телевизора можно заметить белых кроликов из «Ночи Лепуса» (1972).
    • В сцене допроса Нео можно заметить некоторые детали личного дела Томаса Андерсона: дата рождения — 11 марта 1962 года; место рождения — Lower Downtown, Capitol City; девичья фамилия матери — Мишель МакКэйхи; имя отца — Джон Андерсон; Нео получил образование в «Central West Junior High» и «Owen Paterson High». В этой же сцене можно заметить некоторую информацию из паспорта Нео: место рождения — Capital City USA; дата рождения — 13 сентября 1971; паспорт выдан 12 сентября 1991; срок действия паспорта истекает 11 сентября 2001.
    • Мотоцикл Тринити — Triumph Speed Triple.
    • Автомобиль, на котором передвигаются главные герои внутри Матрицы, — 1965 Lincoln Continental.
    • Номер комнаты Нео 101. Точно такой же номер был у места в книге Джорджа Оруэлла «1984», где люди подвергались пыткам и, в конце концов, начинали верить в то, что не является правдой.
    • Съёмочный период составил 118 дней.
    • Книга, в которой Нео прячет компьютерные диски, называется «Симулякры и симуляция».
    • Для сцены «Женщина в красном», в которой Морфиус проводит Нео через компьютерную симуляцию Матрицы, было задействовано множество близнецов, чтобы создать иллюзию всё время повторяющейся программы.
    • В одной из сцен фильма можно заметить телефонный номер с почти полностью видимым кодом города (3?2) 555-0690. В США существует три города с похожими кодами: Чикаго (312), Делавэр (302) и северо-западный полуостров во Флориде (352). В сценарии данный телефонный номер указан как 312-555-0690.
    • Кэрри-Энн Мосс снималась в телесериале «Матрица» (1993).
    • Все карты города, показанные в фильме, — это карты Чикаго.
    • Метрополитен Матрицы называется «CityRail». Точно такое же название у сети пригородных железных дорог Сиднея.
    • По словам костюмера Глории Бавы, изначально плащ Нео должен был быть серебряно-серого цвета.
    • По словам Ланы и Энди Вачовски, все животные в Матрице – изображения, созданные с помощью компьютера.
    • Изначально сцену преследования Тринити агентами хотели снимать на настоящих крышах домов, а не в студийных павильонах.
    • Изначально предполагалось получить $80 миллионов на постановку фильма, однако студия выделила только десять. Получив деньги, Лана и Энди Вачовски решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Финальный результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег они получили без всяких проблем.
    • Роль Морфиуса была предложена Шону Коннери, однако он отказался из-за того, что совершенно ничего не понял в сценарии.
    • Режиссёры писали сценарий на протяжении пяти с половиной лет. Было написано четырнадцать версий сценария.
    • До начала съёмок все актеры, занятые в главных ролях, и основные члены съёмочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция».
    • Студия настаивала, чтобы в фильме обязательно присутствовали диалоги, объясняющие концепцию Матрицы, т. к. по мнению студийных боссов, сценарий попадал под категорию «сценарий, который никто не поймет».
    • Из фильма намеренно убрали голубой цвет, чтобы показать насколько мрачным является мир Матрицы.
    • Для съёмок начальной сцены фильма потребовалось шесть месяцев тренировок и только четыре дня съёмочного процесса.
    • «Матрица» стала первым фильмом, съёмки которого проходили на новой студии «Fox Studios» в Сиднее.
    • Когда Лана и Энди Вачовски продали сценарий «Наёмных убийц» (1995) продюсеру Джоэлю Силверу, они также рассказали ему о сюжете «Матрицы». Силверу понравилась общая идея, однако он ни за что бы не доверил постановку такого сложного проекта новичкам-режиссерам, не снявшим до этого ни одного фильма. Поэтому он посоветовал им снять для начала что-нибудь более простое в техническом плане. Вачовски сделали «Связь» (1996), получившую восторженные отзывы как от зрителей, так и от критиков. Успех дебютного фильма, доказавшего, что братья могут придумывать не только захватывающие истории, но и создавать запоминающийся визуальный ряд, убедил студию дать добро на постановку «Матрицы».
    • При съемках сцены «Полет пули» задействовали 120 специальных камер, для того, чтобы создать панорамный показ полета пули, выпущенной агентом, и движений уклоняющегося от неё Нео.
    • В начале фильма Нео достает компьютерный диск из книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «Симулякры и симуляция». Когда Нео достает из книжки спрятанный там диск, он открывает её на главе «О нигилизме». В интервью Le Nouvel Observateur 19 июня 2003 Бодрийяр утверждал, что «Матрица» неправильно понимает и искажает его работу «Симулякры и симуляции».
    • еще 62 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, где Тринити и Нео в поисках Морфиуса оказываются на крыше, один из пилотов вертолета трансформируется в агента Джонса. При этом левый висок Джонса приходится на затылок пилота. Однако после выстрела Тринити именно в этот висок, пулевое отверстие у пилота, покинутого «программой» агента, почему-то оказывается во лбу.
    • В сцене, когда Нео впервые встречается с Морфиусом, герой Лоренса Фишбёрна здоровается с Избранным. Морфиус протягивает правую руку, при этом левая рука у него за спиной. Далее сразу же следует вставка с другого ракурса, где левая рука уже почему-то опущена к полу. В следующем кадре левая рука Морфиуса снова за спиной.
    • Когда агент Смит и Морфиус дерутся, последний бьёт агента головой и ломает ему очки. В следующем кадре камера показывает Морфиуса, и можно заметить, что очки ещё надеты на агенте Смите.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Когда данная лента только появилась на экранах США (теперь даже интересно, что это совпало по времени с началом бомбардировок Югославии) и неожиданно стала суперхитом, казалось, что внезапный прорыв ранее не пользовавшегося успехом жанра киберпанк-триллеров о виртуальной реальности (например, в 1995 году провалился в прокате вполне неплохой фильм «Джонни-Мнемоник» с участием того же Киану Ривза), пожалуй, был неслучайным. И, наверно, братьям Вачовски (ранее они являлись сценаристами зрелищного, но неглупого боевика «Убийцы» и режиссёрами эстетизированной криминальной драмы «Связь») удалось умело сочленить в очередной работе эстетику «крутого комикса» (наподобие какой-нибудь «Смертельной битвы») с философией лучших научно-фантастических антиутопий. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 17161 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что, если я скажу тебе, что все что тебя окружает — ненастоящее. Твоя жизнь, работа и твои знакомые. Ты погружен в эту жизнь, но даже не можешь представить, какая она на самом деле. В реальности которую ты знаешь — нет ничего настоящего. Все это, лишь проекция. И все будет продолжаться, если ты не станешь избранным. Классное начало правда? Стоит только обрести некую силу, чтобы проснуться, и понять что в действительности, все очень плохо. Стать тем, кем хотят тебя видеть, стать последней надеждой человечества, в борьбе против машин, мощного компьютерного интеллекта. Умереть, чтобы стать сильнее, и победить своих врагов.

    Удивительный футуристический киберпанк, с переходами в другое измерение, замедлением времени и просто невероятными драками. Стильный, красивый фантастический боевик с удивительной историей.

    Приготовьтесь к полной загрузке, вас ждет невероятный мир будущего, погруженного во мрак. И только Нео, будет способен рассеять эту тьму. Его путь только начался.

    9 из 10

    29 июня 2015 | 18:33

    Фильм-революция. Фильм прорыв. Кинематограф вышел на новый уровень.

    Этот фильм является одним из запоминающихся моментов моего подросткового детства. Мы все проживали жизнь Нео, начиная с первой Матрицы и заканчивая последней, третьей.

    Отличный актерский состав — Киану Ривз — молодой, перспективный актер в лучшие годы своей карьеры; Кэри-Энн Мосс идеально вписывается в общую картину фильма, ну, и конечно Морфиус — Лорренс Фишберн. Я считаю, что роль Морфиуса в данном фильме особо значима, и именно Лорренс подходит так, как не подошел бы ни Гари Олдман, ни Шон Коннери, ни кто бы не был другой.

    Философия — то, что прежде всего хотели выразить братья Вачовски. Но в Матрице они пошли еще дальше — невероятные спецэффекты с наисовременнейшими технологиями, которых никогда не было! Это было потрясающе для того времени. До сих пор фильм смотрится на одном дыхании. Это как Звездные Войны нашего поколения 90х.

    Кому-то в этом фильме важна именно философская проблематика, поиск смысла жизни, отраженного в фильме, кому-то интересны именно спецэффекты. Каждый находит в этом что-то свое.

    Но иногда все же задумываешься, а реально ли все это, то что ты видишь, то, где ты живешь, то, что называется твоей реальностью. Матрица заставляет обдумать этот вопрос еще раз.

    10 из 10

    16 сентября 2011 | 22:23

    Мой самый любимый фильм и не думаю, что скоро сможет поивиться такой же либо хоть чем-то на него похожий фильм! Некоторым кажется фильм скучным, особенно последние два из этой трилогии, длинными диалогами героев, но вы послушайте, что и о чём они говорят.

    Вообщем, кто любит философию и просто новые мысли людей, которые не как все и пытаются найти ответы на сложные вопросы, приятного просмотра!

    20 января 2006 | 21:32

    Если бы не уверенность, что любимого фильма быть не может, можно было бы сказать, что «Матрица» — любимый фильм. Еще в детстве он произвел невероятное впечатление чем-то таким, что скрыто под потрясными спецэффектами и увлекательной историей, что и называют глубоким смыслом. Но что если абстрагироваться от пресловутого смысла, который постоянно приписывается этой картине. Приписывается он конечно вполне обоснованно. В фильме масса отсылок к классике философии с древнейших времен по наше время, от платонизма до постструктурализма, от индуизма до христианства, это факт. И это много раз было расписано и проанализировано самыми различными критиками и просто интересующимися людьми. Но хотелось бы обратить внимание на то, что по-настоящему цепляет в «Матрице».

    А это рассказ о человеческих отношениях. Банальная тема, которая является ключевой в подавляющем большинстве фильмов за всю историю существования кинематографа. Целые жанры, такие как мелодрама и романтическая комедия, посвящены только этому — взаимоотношениям близких людей, мужчины и женщины. Но проблема в том, что в наше время оба эти жанра стали насквозь пропитаны потребительскими псевдоценностями и симулякрами отношений. Под бело-розово-голубыми обложками ждут насквозь искусственные чувства, теплые слова и самопожертвование. Как эти основополагающие для человека вещи, выражающие его естество, могут быть искусственными? Этого нельзя сказать, потому что даже в Матрице они смогли преобразить героев, позволив им преодолеть самый страшный метафизический барьер — барьер собственного разума, «пещеру» Платона.

    Сражение Нео и Тринити со спецназовцами стоит больше всех поцелуев, слез, писем и постельных сцен за всю историю кинематографа. Только это реально, когда мужчина находит в женщине силу духовной борьбы, силу бороться с ужасом безразличной Вселенной во всех его проявлениях. Остальное — иллюзия.

    15 июля 2013 | 17:48

    «Матрица» — это фильм, в котором тесно переплелось множество самых разных направлений, половина из которых мне никогда интересной не казалась. Но вот почему-то в этом фильме подобное уже не кажется не интересным, даже напротив, картина эта понравилась мне настолько, что после этого пересмотрела я ее не один раз. Будучи человеком, который в заморочках будущего ничегошеньки не понимает, я пыталась переделать суть на свой лад, дабы мой разум смог попроще все воспринять, но даже это не является минусом. Мир «Матрицы», который предстает перед нами, каким-то непостижимым образом умудрился на время отключить все, что происходит вокруг и сосредоточиться только на событиях фильма. Я никак не могла понять, в чем причина такого интереса… В сюжете? В актерах? В прекрасно подобранном стиле? Думается мне, что здесь все имеет значение.

    Сюжет хоть и слегка запутан, пестрит некоторыми сложностями, которые иногда с первого раза и не поймешь, все равно фильм от этого только выигрывает. Сцены драк и погонь показаны эффектно, динамично, наконец, красиво, если не сказать больше! Многие боевики по наличию драк и по затянутости боевых действий очень часто перерастают в глупую молотилку «куда придется», теряя при этом интерес зрителей, которые ведь и утомиться от этого могут! Хорошо, что в «Матрице» это не наблюдается. Пожалуй, это один из тех немногих фильмов, на протяжении которого вообще скучать не приходится, что, в общем-то, удивительно само по себе, так как часто в таких картинах любят впихнуть бесконечные разговоры о том, какая наша жизнь будет ужасной лет через сто! Здесь же диалоги перемежаются с действиями героев, что постоянно не дает расслабиться.

    Хочется сказать и об актерском составе, который меня очень впечатлил. В первую очередь, конечно, Киану Ривз, который стал моим кумиром именно из-за этого фильма. Настолько увлекшись его талантом, я, было, бросилась смотреть и другие картины с его участием, но, к сожалению, там он не блистал так ярко, как в «Матрице». Его коллеги — Лоренс Фишбёрн и Кэрри-Энн Мосс так же отличились! Не буду говорить больше: в принципе, многое сказано до меня, но хотелось бы отметить, что даже по прошествии десяти лет, эта лента все еще остается увлекательной.

    Вердикт: один из самых интересных фильмов на тему «правда жизни», который не даст скучать!

    9 из 10

    16 ноября 2010 | 04:58

    Фильм, фактически, целиком заимствует свою идею у философов-посмодернистов и, в частности, у старого, доброго, вечно улыбающегося дядьки (как это у него получается?) Жана Бодрийря. Согласно его концепции — в мире присутствует тотальная симуляция, т. е. бесконечное копирование, производство и перепроизводство всего — вещей (в первую очередь! Как же мы будем жить без таких необходимых штук как эпиляторы для зоны бикини и резиновых подкладок под ножки стиральной машины), идей (в частности политических — кастрированный социализм, псевдо-демократия), чувств (что особенно отчетливо проявляется в интимных отношениях, приобретших рыночный характер взаимовыгодного обмена — ролями, эмоциями, наслаждением), и даже кинорецензий (например, таких как эта!). Все это ясно видно на примере крупных капитализированных городов, 90 % населения которых никогда не видели и не увидят «жизнь», ибо ее заслоняет величественная, монументальная и непобедимая фигура «системы».

    Да и существует ли «жизнь», «бытие»? Философ утверждает, что нет. И до конца своих дней мы всего-навсего будем «тянуть лямку».

    А вот главный герой фильма — обыкновенный офисный работник узнает о существовании еще одной реальности (по собственному желанию). В ней люди рождаются-живут-умирают согласно определенной программе, придуманной «машинами», которые установили над родом человеческим тотальный контроль. Из этого зачаточного, сонного состояния выбираются немногие. И Нео оказывается таким «избранным».

    Но что же мы будем делать, когда проснемся и обнаружим, что всех нас поработили машины? Ответ прост — бороться и…«строить светлое будущее»! ("Ах, сударыня, я же вижу, что вы симулируете»).

    По существу же, идея, блистательно выступившая в первой части, не выдерживает разработки и заметно снижает обороты уже к середине второй. Третья же, кажется, появилась на свет исключительно стараниями господина Джоэла Силвера, умеющего, где надо, «зашибить» неплохие кассовые сборы. Таким образом, можно сказать, что «Матрица» вообще-то сослужила неплохую службу… матрице.

    По обилию и качеству спецэффектов фильм дает фору многим. Само предположение свободно конструируемой реальности (в которой, кстати, «все дозволено») соблазняло не одного художника. И стоит отметить, что сегодня такая тема стала доминирующей в кинематографе. Видимо, уставшие от окружающих нас всюду материальных объектов, мы вдруг затосковали по волшебному миру иллюзий и упоительных снов (которые, кстати, также производятся и симулируются). Не об этом ли говорит появление на экранах таких фильмов как Начало, Трон, Особое мнение, Эквилибриум и прочих блокбастеров на тему закабаления нашего «Я»?

    Думаю, в заключение справедливо было бы предоставить слово самому первооткрывателю матрицы, который не так давно покинул наш мир, но, несмотря на весь ужас постигаемых им истин, до конца жизни оставался (как ни странно), большим оптимистом, сохраняя веру в человека:

    «Мы находимся внутри глубинно, фундаментально неопределенной действительности, это правда. Но может быть, это совсем не плохая ситуация…Я так ее не вижу. Оригинальная ситуация, немного пугающая, но не депрессивная, просто новая. И люди выкручиваются… Если бы все это было абсолютно серьезно и трагично, то было бы невыносимо. Тут ни к чему советы — люди сами все изобретают.»

    1 сентября 2013 | 22:50

    Оглядитесь, что вы видите вокруг себя? Вы видите мир, который кажется вам реальным? Вы видите города, поселки, села наполненные любовью, добротой и уважением? Вы видите людей, которые искренне желают вам добра и любят вас? Нет! Вы ничего не видите, но вы не слепы. Вы живете в мире иллюзий так давно, что уже потеряли грань между реальностью и вымыслом. Я свободный человек, но свобода далась мне не легко. Что бы выбраться из оков мне пришлось пройти через воду, огонь и медные трубы и теперь я готов спасти всех остальных.

    Взгляни в зеркало, что ты видишь? Правильно- никого! Ты никто и звать тебя никак, ты лишь марионетка в руках кукловода, ты раб своего феодала и у тебя лишь одна цель обогатить их, наполнить их животы, а сам ты должен голодать и ждать кости от своего хозяина. Обрати внимание на свою шею, знаешь что это? Это поводок, это цепь которая держит тебя и ты не сможешь от нее избавиться, знаешь почему? Да потому что собака самое преданное животное в мире и что бы освободиться, ты должен предать своего хозяина, но к сожалению в вашем мире за предательство ожидается самое страшное наказание.

    Вы уже около двух тысяч лет под властью «Матрицы», но именно конец 20-го века является пиком. У «Матрицы» много имен, но суть ее одна и лишь малая доля людей не подчиняется ей. «Матрица» не просто так набрала свою мощь именно к концу 20-го века. За много лет власти, они смогли внушить людям мысли о том что в двухтысячном году, человечество погибнет во время миллениума. Именно в это время «Матрица» поработила больше всего людей. И хотя конца света не было, но люди погрязшие в «Матрице», остались там навсегда. Но вот пришел он, «новый человек», (человек нового времени), (Нео). Он пришел что бы всех спасти. Но путь его не будет прост, ожидается страшная битва, со свирепыми псами «Матрицы». Но «Нео» и другие свободные люди сделают все возможное для того что бы спасти человечество из многовекового рабства.

    10 из 10

    9 марта 2014 | 23:41

    Представьте на минуту, что наш мир совсем не такой, каким мы его представляем. Материальные вещи, окружающие нас, обладают абсолютно иной природой, далекой от нашего обычного понимания. Небо, воздух, животные, пища: все не такое, каким мы его воспринимаем. Внешний вид — это только оболочка, обманка для глаз. А главное то, что и мы сами уже давним давно не те, кеми себя считаем. Мы больше не рождаемся, как обычные люди, — нас выращивают… на полях. На огромных плантациях. А весь мир, окружающий нас, — всего лишь множество компьютерных программ, в голом виде состоящих из малопонятных рядов чисел и символов. Шокированы? Ну что ж, добро пожаловать в Матрицу.

    Большой респект братьям Вачовски в первую очередь за умный сценарий. «Nosce Te ipsum» — жизненное кредо Сократа. Такая надпись висела над дверью провидицы, и такой идеей, по большому счету, был пронизан фильм. Знание древнегреческой философии, а также хорошее знакомство с жанром антиутопии, дало возможность сценаристам написать оригинальную, интересную, а главное — умную историю. Ведь множество высокоинтеллектуальных высказываний, которыми просто переполнен фильм, не вызывает чувства отвращения, псевдонаучности или напыщенной фальши, как часто бывает со многими другими сценаристами/режиссерами, желающими написать/сделать что то «умное». Человек, в меру начитанный, легко различит реально стоящую вещь, от псевдофилософского, псевдонаучного бреда. И в этом плане «Матрица» — безусловно, на очень хорошем счету (ИМХО, конечно). Идеи великих мыслителей прошлого задействованы в сценарии совсем не по-дилетантски.

    Но, как говорится: «не одной философией». Сценарий наполнен обращениями ко многим источникам. Виден яркий посыл к киберпанку, жанру, набирающего огромную популярность в конце прошлого века. Также хорошо представлено хакерство. Кроме чисто философских, прослеживаются и религиозные мотивы (прототипом Нео можно считать Иисуса Христа, призванного спасти мир). Сценарий не обходиться без обращений к великим классикам мировой литературы, в частности я бы выделил Мора, Хаксли, Азимова, и т. д. Все это говорит о том, что фильм базируется не только на отличной фантазии Энди и Ларри Вачовски, а еще и на огромном количестве материалов, прочитанных и изученных, что дало возможность братьям создать шедевр.

    На высшем уровне представлена также режиссура. Мое скептическое отношение к фильмам, которые снимают несколько режиссеров, было абсолютно снято, — и даже пересмотрено, — в данном случае. Отличное содействие братьев отразилось в прекрасной управленческой работе. Отдельных похвал заслуживает операторская работа и монтаж. На высоком уровне отработан визуальный эффект «Bullet time», наличие которого слало еще одной изюминкой фильма, одной из его главных особенностей.

    Актерская работа главных персонажей отыграна на отлично. Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн и Кэрри-Энн Мосс блестящие справились со своими перевоплощениями. Нео получился очень харизматическим. Трудно представить другого актера в этой роли. Тот же Уилл Смит, отказавшийся участвовать в фильме, вряд ли смог бы проделать то, что бесподобно получилось у Ривза. Ну и, конечно же, какой фильм без яркого и запоминающегося антагониста? Хьюго Уивинг в роли агента Смита прекрасно справился с этой задачей. Это — высший балл

    Недостатков в «Матрице» я не выискивал, и не собираюсь. Детище братьев Вачовски воистину относится к ряду самых великих и знаменитых шедевров, снятых за всю историю кино.

    На счет нашей с вами реальности: можно ли припустить, что мы уже давно не те, кем себя считаем, а всего лишь марионетки в руках более сильных и коварных созданий, тех же машин, например? Все возможно. Если усматривать в матрице окружающую нас систему, навязывающую ценности и правила жизни, то вполне может быть, что мы уже давно в «плену». Не машин, ясное дело, — людей, но не обычных, а «избранных». А плен состоит из тех повседневных вещей, без которых современный человек, якобы, не может жить. И чтобы отторгнуть все это и начать жить по настоящему, необходимо проснуться, познать себя, отвлечься от всего, освободить разум, глотнуть красную таблетку, выйти из матрицы… Все это очень интересно, есть над чем подумать, но это широкая и отдельная тема для разговора. А вот по-настоящему страшно звучал монолог агента Смита, где он говорил о своем отвращении к человеческому роду. Он сравнил людей с вирусами, которые не могу жить в равновесии с окружающей средой, поэтому, исчерпав все ресурсы, ищут новые территории для пользования. Все обстоит, конечно, не настолько плохо, но в какой-то маленькой мере он прав. Где-то человек порою забывается, кто главнее на этой планете: он, или мать природа. Это каждому стоит учесть.

    10 из 10

    13 июля 2013 | 16:41

    Довольно интересный фильм получился у братьев Вачовски. Вот только лень пречислять все логические нестыковки. В процессе просмотра возникают вопросы. Зачем машинам нужна была Матрица? Как Сайфер оказался в ресторане с агентом Смитом без помощи оператора? Почему Пифию до сих пор не арестовали агенты? И ещё много чего в этом духе. Но я не буду дальше перечислять, т. к. в целом «Матрица» — неплохой фильм.

    Очень понравился лысый мальчик, гнущий ложки, — эффектное зрелище. Великолепно выглядело пробуждение Нео во много благодаря запоминающейся музыке. Ещё агент Смит впечатлил, только не там, где дерётся, а там, где говорит.

    Вообще фильм был бы достаточно приличным, если бы не маразматические сцены спасения Морфеуса и оживления Нео. Конец очень плохой — затопили экран соплями нежной любви женомужчины Тринити к Избранному, а потом разбавили совершенно неуместным полётом в стиле Супермена и откровенно гадкой музыкой в титрах. Ещё очень забавно было созерцать разлетающегося на куски агента Смита и на его напарников, убежавших с поля битвы, поджав хвосты.

    Из актёров в начале понравились Лоуренс Фишберн и Киано Ривз, но потом не очень понравились. Нео сначала блевал и дурацкие рожи корчил (я имею в виду эпизод с батарейкой) — сразу стали видны сценарные недоработки братьев Вачовски, а потом чуть своего учителя не застрелил.

    Спецэффекты в «Матрице» нормальные — смотреть можно. Только вот непонятно, почему красные таблетки вызывают глюки в виде текучих зеркал, а вертолёт плюхается в стеклянное здание как в стакан с водой. Некоторые сцены рассчитаны лишь на топорную демонстрацию современных технологий, и это раздражает. Например, поединок на станции метро и отлетающая от лифта дверь. К тому же ударная волна, создаваемая пулей, неправильно показана. Обучение Нео прикольно выглядело — сразу видно, что со времён Люка Скайуокера много лет прошло. Самый лучший экшен-эпизод — это облёт камеры вокруг зависшей в воздухе Тринити. Всё остальное не очень впечатлило.


    Никакой новой философии (или хотя бы псевдофилософии) в фильме «Матрица» я не вижу, но и занудных диалогов тоже не припомню. Впрочем, не знаю, как вы отнесётесь к словосочетанию «ментальная проекция виртуального я», слетевшему с уст Морфеуса. Ещё непонятна фраза Тринити о какой-то там дороге, которая куда-то ведёт — наверное для пущей солидности сказала. А то потом будут верещать, что фильм тупой, и не отвертишься.

    Вачовские в некоторых случаях очень удачно представили весь наш двадцатый век как компьютерную игру (с помощью музыки сопровождающей облёт вокруг телефона). Порадовала нетривиальная сатира на ФБР. Эти мужики во главе с батькой-агентом Смитом на самом деле являются посланцами от мира машин, пасущие человечество, как стадо коров. Образ прорицательницы Пифии явно удался — дама с причудами, которая откупилась от агентов вкусным печеньем.

    Для тех, кто интересуется философией «Матрицы», сообщаю, что в фильме активно используются идеи «Алисы в Стране Чудес» и гонконгских боевиков. А также обращаюсь с просьбой ко всем фанатам братьев Вачовски разъяснить глубокий смысл, заложенный в их творении. А пока подведу итог.

    Итог: мы имеем дело с неплохой стрелялкой на просторах постапокалиптической вселенной. Имеются неплохие спецэффекты и достаточно захватывающий сюжет. Присутствие любовной линии и логических нестыковок несколько снижает художественный уровень картины.

    6 из 10.

    20 августа 2007 | 04:05

    Что такое Матрица?

    Матрица — это мы. Матрица — это все вокруг нас.

    Матрица — это совершенно новое мировоззрение. Матрица — новое слово о вопросе нашего существования.

    Оказывается, наш мир не так уж и ужасен, ведь ЛОЖКИ нет. Наш мир — программа, которая может заглючить в любой момент. Наш мир — игра, и рано или поздно она может надоесть геймерам, и те ее забросят. В нашем мире отныне возможно все. Абсолютно все. Нет преград, нет законов — ни человечьих, ни научных, ни Божьих.

    На самом деле «Матрица» — это вообще новая порода фильмов. Как она была похожа и отличалась от фильмов того же десятилетия! «Терминатор», «Форрест Гамп», «Титаник» — таких фильмов уже нет и не будет. Потому что была ОНА.

    Но это я рассматривал «Матрицу», как культурное наследие мировому кинематографу.

    Если уж по фильму, то о чем он?

    Такие фильмы тем и хороши, то они ни о чем — поэтому каждый поймет для себя его по-разному. Но никто, повторяю: НИКТО, не отнесется к «Матрице», как к жвачке, как к фильму-однодневке.

    Как же этот фильм понял я?

    «Матрица» — фильм про два самых главных стремления человечества — Свобода и Любовь. По «Матрице», и то и другое обретается в борьбе.

    Можно еще было бы сказать, что фильм — о никчемности нашей жизни. Потому что запрограммировано заранее. Но Ложки нет. Значит, есть глюки. И из миллиардов человеков только один станет избранным.

    А так — очень красивое кино с кучей спецэффектов.

    10 из 10, уже классика мирового кинематографа.

    28 сентября 2008 | 12:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 МатрицаThe Matrix1999
    3 Аниматрица: Второе возрожден...The Second Renaissance Part II2003
    5 Матрица: ПерезагрузкаThe Matrix Reloaded2003
    6 Матрица: РеволюцияThe Matrix Revolutions2003
    подробнее

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 299 руб.
    DVD, 129 руб.
    DVD, 396 руб.
    Blu-Ray, 1999 руб.
    Blu-Ray, 1999 руб.
    Blu-Ray, 360 руб.
    Blu-Ray, 1350 руб.
    подробнее

    Новости


    Кулинарная комедия с Брэдли Купером и Умой Турман, хоррор со звездой «Теории большого взрыва» Джимом Парсонсом, сиквел «Неуловимых», новые «Чемпионы» и непростая участь Киану Ривза — эти и другие проекты в отчете КиноПоиска с презентаций компаний «Двадцатый Век Фокс», «Люксор» и Top Film(...)
     
    все новости

    Интервью


    Исполнитель одной из главных ролей в «Восхождении Юпитер» Шон Бин рассказал КиноПоиску, чем поразили его постановщики Энди и Лана Вачовски, почему картина не теряет связи с нашей реальностью и что делает его персонажа похожим на супергероя. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    По случаю выхода в прокат «Города грехов 2» КиноПоиск вспоминает другие фильмы последних лет, которые могут похвастаться выдающимся визуальным рядом и интересными стилистическими решениями — от «Героя» и «Аватара» до «Пекла» и «Древа жизни». (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    В минувшую субботу я принимала участие в «Разборе пилотов» на Новой сцене Александринского театра в Петербурге — большое спасибо всем, кто пришел! Мы смотрели «Черное зеркало», а кто не был, тот читает про шоураннера сериала. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 200 000
    2.ГоловоломкаInside Out52 128 000
    3.Третий лишний 2Ted 233 000 000
    4.МаксMax12 210 000
    5.ШпионSpy7 800 000
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out364 412 373
    2.Мир Юрского периодаJurassic World237 081 755
    3.ПолтергейстPoltergeist81 704 954
    4.Бармен40 124 361
    5.ШпионSpy37 229 217
    18.06 — 21.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 199 575170 480
    Деньги812 989 798 руб.31 724 044
    Цена билета254,09 руб.24,78
    18.06 — 21.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    55.Молчание ягнятThe Silence of the Lambs8.424
    56.СемьSe7en8.423
    57.Джанго освобожденныйDjango Unchained8.422
    58.Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика8.422
    59.НокдаунCinderella Man8.414
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.МакбетMacbeth95.49%
    7.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets95.43%
    8.СтажерThe Intern95.35%
    9.Вне/себяSelf/less95.33%
    10.Иррациональный человекIrrational Man95.26%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    МечтателиThe Dreamers190
    Астрал 3Insidious: Chapter 329
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road359
    Мы свяжем лодкуFune wo amu2
    ОкулусOculus90
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Мир Юрского периодаJurassic World7.163
    Третий лишний 2Ted 26.446
    ГоловоломкаInside Out8.481
    ПолтергейстPoltergeist5.102
    Бармен5.872
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys02.07
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL02.07
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    Шальная картаWild Card30.07
    премьеры