всё о любом фильме:

Бартон Финк

Barton Fink
год
страна
слоган«What's in his head»
режиссерДжоэл Коэн, Итан Коэн
сценарийДжоэл Коэн, Итан Коэн
продюсерИтан Коэн, Бен Баренхольц, Билл Даркин, ...
операторРоджер Дикинс
композиторКартер Бёруэлл
художникДеннис Гасснер, Роберт С. Голдштейн, Лесли МакДональд, ...
монтажИтан Коэн, Джоэл Коэн
жанр драма, триллер, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  1.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время117 мин. / 01:57
1941 год. Молодой драматург Бартон Финк приезжает в Голливуд, чтобы писать заказной сценарий для одной из крупных кинокомпаний. Остановившись в ужасном отеле, он приступает к работе. Но дело движется медленно. Бытовые проблемы постоянно выбивают Бартона из колеи. К тому же, будучи человеком закомплексованным, он постоянно терзается муками творчества, отчего настроение ухудшается день ото дня. А все потому что Бартон не знает, чем закончится эта уникальная история, начавшаяся как сотни других.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
49 + 5 = 54
7.6
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Печатная машинка, которую использует главный герой, называется UNDERWOOD Universal.
    • Основой для персонажа по имени Уильям Мэйхью, послужил лауреат Нобелевской премии Уильям Фолкнер, который в начале своей карьеры писал сценарий фильма о борьбе, и также как его персонаж, имел проблемы с алкоголем.
    • Роли Джона Туртурро, Джона Гудмана, Джона Полито и Стива Бушеми — постоянных актёров Джоэла и Итана Коэна — изначально писались именно под них.
    • Это первый фильм Джоэла и Итана Коэна, снятый не Барри Зонненфельдом (оператором выступил Роджер Дикинс, и фильм стал его безусловной удачей). Сам Зонненфельд появился в камео: он сталкивается с Бартоном Финком в ресторане.
    • Это первый фильм, который выиграл три главных награды (Золотую пальмовую ветвь, Лучший режиссёр и Лучший актёр) Каннского кинофестиваля.
    • Джоэл и Итан Коэн утверждали, что идея сценария о сценаристе в творческом кризисе пришла им в голову, когда они страдали от творческого кризиса во время работы над сценарием «Перекрёстка Миллера» (1990). Кроме этого, считается, что фильм частично основан на истории, происшедшей со сценаристом Клиффордом Одетсом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Концовка с птицей, ныряющей в море, получилась случайно. Джоэл и Итан Коэн рассказывали, что птица неожиданно попала в кадр, и так им понравилась, что они решили оставить.
    • Карл Мундт (загадочный убийца) — это имя бывшего главы комиссии, создавшей «чёрный список Голливуда» во времена маккартизма. Эта комиссия уничтожала карьеры сценаристов, актёров и кинодеятелей, замеченных в социалистических пристрастиях, как, например, Бартон Финк.
    • еще 5 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Нетрадиционное для американского кино, оригинальное по манере, кинематографически изобретательное творчество братьев Коэн (36-летнего на тот момент Джоэла, сценариста и режиссёра, 32-летнего Итэна, сценариста и продюсера), помимо признания у мировой критики, было вознаграждено в 1991 году «Золотой пальмовой ветвью» на Каннском фестивале вслед за фильмами «секс, ложь и видео» Стивена Содерберга и «Шальные» Дэвида Линча. «Бартон Финк» также был отмечен за режиссуру, а актёр Джон Туртурро вдобавок получил приз за главную мужскую роль. В Европе по этому поводу возникли пересуды о чрезмерном восхвалении американцев в Канне, хотя жюри и дирекция знаменитого киноконкурса трижды подряд поддерживали явно европеизированные работы самобытных художников, диктующих современную моду на иронически-интеллектуальный кинематограф. В нём виртуозно, а порой забавно переосмыслены жанры и стили Голливуда, легенды и мифы американского киномира, высмеяны архетипы общества, его подспудные настроения на рубеже 80-х и 90-х годов. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 63 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как и многие кинолюбители, я ценю талант Итэна и Джоэла, их непревзойденную манеру делать пародии на людей, порой переходящие в высмеивание человеческого идиотизма, граничащего с сарказмом. Братья Коэн — мастера киноискусства, переплетающие философию с реальностью жизни, не живущие и не творящие в одном конкретно узком жанре, а имеющие более широкий кругозор и взгляд на кино. Картина «Бартон Финк», взявшая три награды в Каннах в 1991 году, принесла головокружительный успех братьям Коэн и навсегда вписала их имена в мировой кинематограф.

    Молодой писатель Бартон Финк (Джон Туртурро) приезжает в Голливуд для написания сценария для одной кинокомпании. Дела у Бартона идут не лучшим образом, он никак не может сконцентрироваться на работе, ему постоянно что-то мешает, и вдобавок к творческому кризису добавляются странные события, которые происходят в отеле, где поселился Бартон Финк…

    Думается, основная идея, которая была заложена в фильме, — это проблема простого человека, человека из народных масс, талант которого поглотил более «крупный зверь» — Голливуд. Голливуд — то место, где постепенно расстанешься со своими грезами и мечтами, если не впишешься в эту систему, и окажешься героем фильма под названием реальная жизнь. Бартон Финк — художник, творец для определенного круга, его нежелание мириться с акулами устоявшейся монополии, одиночество, смешанное с душевной болью, приводят к тому, что Бартона съедает более мощная система, говоря проще, — он просто сходит с ума.

    Интересной особенностью фильма является деление на две части: драма интеллектуала и сон Бартона, а может быть даже больное воображение или фантазия главного героя. Проводится также интересная аналогия: отель, в котором живет Бартон, — своеобразная аллегория ада, где умрет талант простого человека, его мечты и грезы. Это некий вызов Голливуду, где обычный человек, поддаваясь утопическим надеждам, останется маленькой ячейкой, а его мысли и чувства постепенно исказятся и разобьются о камни (кулаки) корпорации.

    Потрясающая, наполняющая фильм отличительными чертами, харизматичная игра актеров: Джона Туртурро, Джона Гудмена, Майкла Лернера, Тони Шэлуба, Стива Бушеми не может оставить зрителя равнодушным.

    «Бартон Финк» — это тот фильм, где успех смешан с талантом!

    7 ноября 2010 | 12:02

    Печатная машинка на столе, «писатель» на стуле, а в голове пусто. Совершенно никаких идей, лишь секундные вспышки образов, не успевающих осветить тернистую дорогу от первых строчек до готового текста. Не так важно, какая перед автором поставлена задача, пишет ли он серьёзную пьесу, сценарий к второсортному фильму или тошнотворно претенциозный критический отзыв. В любом случае, это сравнимо с выходом на ринг. Пустой лист бумаги, стоящий в противоположном углу, угрожающе шелестит, давая понять, что бой будет не простым. Выход только один — взять себя в руки и заполнить его чем-то осмысленным.

    Бартон Финк добивается первого успеха на поприще драматургии. Спектакль, поставленный по его пьесе, заслужил целый ряд самых тёплых отзывов. Обширная сеть голливудских вербовщиков сбоев не даёт: как только на горизонте появляется молодой талант, его сразу пытаются привлечь к делу. И ведь соблазн велик: в индустрии кино серьёзные деньги зарабатываются быстрее и проще, чем в мире театра или большой литературы. Вот только как быть с незыблемыми идеалами? Поступиться ими? Финк мечтает о создании нового живого театра, ему хочется писать о простых людях и для простых людей. В этом его предназначение. «Я всегда замечал, что вдохновение рождается от большой боли внутри. Возможно, это боль, приходящая от осознания, что каждый должен что-то сделать для своего ближнего, чтобы как-то облегчить страдания». Впрочем, не так уж и плохо сколотить капитал, чтобы нужда в дальнейшем не ограничивала свободу творчества. «Простой человек» может и подождать, не правда ли? План этот хорош на бумаге, но вот дело доходит до отрезвляющей практики, и Бартон Финк лишь испуганно смотрит на свою печатную машинку. Необходимость в кратчайшие сроки слепить из ничего пустяковый сценарий о рестлере оборачивается ночным кошмаром.

    Этот сюжет, надо думать, иронически отражает историю создания «Бартона Финка» братьями Коэн. Начинается он как драма, разворачивающаяся вокруг героя, сошедшего со страниц романов Франца Кафки. Финк осторожно проникает в мир экранной реальности, забыв, однако, плотно прикрыть за собой дверь. Тонкая струйка кафкианского дурмана незаметно заполнит всё пространство. Реализм и социально-психологический пафос постепенно уступит место театру абсурда. Как только фильм переваливает за экватор, а действие начинает пробуксовывать, происходит взрыв. Братья разделываются со зрительскими ожиданиями при помощи универсального оружия — они совершают жанровый кульбит, стирая грань между фантазией и реальностью. По большому счёту, любые подробности на этот счёт избыточны. Внезапная вульгарная откровенность некоторых рецензентов может изрядно подпортить удовольствие от первого знакомства с «Бартоном Финком». Это тот редкий случай, когда между кино и зрителем не должно быть посредников. Слова Криса Родли о знаменитом шедевре кинематографического сюрреализма можно в полной мере отнести и к этой работе братьев Коэн: «Линч не хочет анализировать фильм, так как знает: если тайна будет раскрыта, мы пробудимся ото сна под названием «Малхолланд Драйв»».

    В несколько ином контексте тему сна затрагивает и один из героев пьесы Бартона Финка, с нелепым пафосом вещающий со сцены: «День — это сон, если ты живёшь с закрытыми глазами. Теперь мои глаза открыты». Быть может, пробуждение — это иллюзия? Мистер Финк мнит себя реалистом и народным защитником, но страсть его виртуальна, она ограничивается рамками книжных переплётов. До настоящих простых людей драматургу нет дела. «Ты думаешь, целый мир, вращается вокруг того, что гремит в твоей маленькой жидовской голове?» — мысль, очевидная стороннему наблюдателю, для Бартона принимает форму божественного откровения. Кому нужен реальный мир с его глобальными и неразрешимыми проблемами, обретающими особый смысл только на фоне душевных терзаний творческой личности? Познав свои истинные мотивы и потребности, страдалец Финк покидает реальность в поисках блаженного спокойствия. Его взгляд обращён туда, где шумит прибой, где тёплый песок приятно греет тело, а на берегу сидит девушка, излучающая всем своим существом умиротворённость.

    22 октября 2015 | 17:43

    Многое сказано в предыдущих рецензиях о юморе, гротеске, идейности в этом удивительном фильме Коэнов. Но самое главное достоинство ленты заключается в том, что она не завершается спустя 112 минут. Сущность настоящего творения заключена в той самой коробке, обернутой бумагой и перевязанной бечевкой, о содержимом которой вы только можете догадываться.

    С самого начала картины вы наблюдаете классический конфликт, но следить за ним продолжаете в напряженном ожидании неклассической развязки в духе Коэнов. Здесь вы встречаете долю насилия и, самое важное, обнаруживаете пустоту заданной коллизии. В классической драме вы бы увидели противостояние настоящего художника, желающего показать жизнь и нужды простого человека, и голливудской машины, такая схема в самом фильме коррелирует со схемой «сценария о борцах»: есть добрый борец и злой борец, то, как они размазывают друг друга по рингу, и есть действие. Но проблема в том, что голливудская машина и простой человек гармонично сосуществуют. Его нужды — это киношка со стрельбой, слезами или смехом, танцульки, выпивка и хорошая драка, для него некое подобие искусства — способ отвлечься от нелегкой борьбы за выживание. И этот «соцреализм» нужен лишь самому Бартону Финку и сторонникам его концепции. Сталкиваясь с действительностью, Бартон Финк стоит на пороге понимания того, что искусство не обязательно должно стремиться походить на жизнь, но может ее преображать: примитивная картинка на стене в низкосортном отеле с девушкой на пляже оживает в финальной сцене.

    Таково одно из зрительских видений, каково будет ваше, это дело будущего, но то, что его формирование действительно, после просмотра данной киноленты, займет время, докажет, что вы имели дело с настоящим произведением искусства.

    7 июля 2012 | 13:53

    Бартон Финк — довольно нетипичная картина голливудского происхождения, получившая весьма странные отзывы и славу. Об этом можно судить по «успеху» данного фильма: Три главных награды одного из самых престижных кинофестивалей мира и, собственно, его коммерческий провал. Несмотря на последний факт, кинокартину о слабодушном писаке можно с огромной уверенностью назвать лучшим фильмом самих братьев Коэн, так как в нем собраны в чистом виде талант и стиль Режиссеров — грубо говоря, их визитная карточка. Однако, хотелось бы подчеркнуть именно само слово «стиль», поскольку разбивка картины по жанрам я назвал бы оскорбительным занятием.

    В действительности, «Бартон Финк» — классический Нуар, только вот Нуар не является полноценным жанром, скорее, это, опять же, стиль повествования. А само искусное сочетание жанровых штампов вызывает не то чтобы противоречивые чувства — взаимоисключающие. Несмотря на весь драматизм и присутствующую трагичность кинокартины, улавливается саркастичный смешок над происходящим в лице самих создателей. Вообще, если верить истории создания картин Коэнов — взятые за основу реальные события из жизни преобразуются в странную кинематографическую, психологическую метаморфозу, имеющую скрытый комический оттенок — шутка, рассказанная с маниакально серьезным лицом. Это можно проследить и в других произведениях Братьев. Даже экранизация романа Кормака МакКарти не смогла пройти мимо такого очертания, несмотря на то, что экранизация — достаточно строгое явление. Отсюда следует, что название «Коэновский Нуар» — само по себе уже имя нарицательное.

    Все так же — шутки ради — в фильме выступают слегка гипертрофированные образы персонажей и метафоричность. Фигурирующие предметы в кадре и события, подпитывающие слабодушее главного героя, уже по-своему трактуют эту и без того «мрачную» историю, оставляя призрачную развязку, скорее, не для зрителей, а для самого персонажа. Даже возникает намек, что с потерей рассудка Бартона связывает не столько смерть секретарши, сколько смерть комара. С присущей литературностью, создатели с помощью замысловатого «ящика пандоры», оставленным героем Джона Гудмана, превращают всю тщательно рассказанную историю в просто историю. Тем не менее, Итэн и Джоэл не раз уже доказывали свое искусное умение рассказывать истории.

    9 из 10

    8 июля 2013 | 19:42

    Бартон Финк — создатель пьесы о простых людях, которую на ура принимает нью-йоркская публика. Добившись успеха, он приезжает в Голливуд — тут его ждут новые возможности. Теперь Бартон — начинающий киносценарист. По своей скромности, он устраивается в дешёвом отеле и пытается написать сценарий к «борцовскому фильму». Знакомится с соседом, неким страховым агентом Чарли Мидоузом, который кажется ему тем самым «простым человеком», о коих Бартон так любит писать. У Бартона нет вдохновения, и он обращается за помощью к Уильяму П. Мейхью — известному писателю. Но тот, как оказывается, злоупотребляет спиртным. Его половинка, напротив, способна помочь Бартону гораздо больше Уильяма, но когда, просыпаясь, главный герой видит её в своей постели — голой и мёртвой, всё идёт наперекосяк.

    Забавно, что идея этого фильма возникла у Коэнов, когда они, как и Бартон Финк, были погружены в муки творчества и не знали, что написать. Это тоже самое, что стать экспертом по профессиональному ориентированию, не сумев выбрать профессию. Но, факт в том, что у Коэнов получилось умное, стильное и, как всегда, гениальное кино.

    Картина, как будто издевается, над теми, кто пытается искать в ней скрытый смысл. Бартон ищет «простого человека», а находит маньяка. Он пишет о внутреннем мире Чарли, но босс, обычно радушный к Финку, по случаю начавшейся войны линчевал его за слишком экзистенциальный сюжет. Мол, раз произведение связано с исследованием душевных глубин, то не совпадает с идеологической теорией Штатов и близко к коммунизму. Писатель-пьяница, девушка, сошедшая с картинки — над многими сумбурными вещами в фильме попросту не стоит задумываться, нужно просто получать удовольствие.

    Коэны сняли настолько хорошо, что даже за первую половину картины, где собственно говоря — ничего не происходит я готов поставить десятку. Магия? Нет, мастерство!

    Надо разобраться, что за этим стоит.

    Во-первых, в фильме прекрасные диалоги, явное преимущество Коэнов. Остроумные диалоги при тёмном сюжете, по своему настроению, идущему от нуара 40-х годов, радуют слух и делают фильмы Коэнов не похожими ни на что другое. Чего только стоит, момент, когда Бартону предлагают роль индейца, мотивируя это тем, что писатели нужны всегда, а индейцы — нет. Или продюсер, не умеющий читать и требующий, чтобы сценарии фильмов ему пересказывали.

    Во-вторых, атмосфера. Картина снята до умопомрачения стильно. Кажется, нет ничего лишнего, даже стенка, печатная машинка и отклеивающиеся обои — поданы с особым изяществом. Плавные съёмки радуют глаз, потому что они под стать Бартону, живущему не торопливо. А динамичная концовка, рушащая привычный мир, что в другом фильме меня бы разочаровало, снята настолько по-свойски, что кажется влитой. Мы можем увидеть, чего можно добиться игрой света и мозга братьев. Коэны завораживают.

    В-третьих, актёрский состав, состоящий из бессменных любимцев Коэнов. Тем, что роли писались персонально под каждого из актёров, Коэны добились потрясающей согласованности игры и чувства реальности происходящего.

    Сложно описать причины гениальности Коэнов. Можно из кожи вон лезть, но она так же не нуждается в объяснении, как и причины настоящей любви.

    30 августа 2011 | 23:36

    Моя 50-тая юбилейная рецензия, посвящена фильму Братьев Коэнов, который в далёком 91 году получил «Золотую пальмовую ветвь» — Бартон Финк. Надо сказать, что я очень страстный поклонник, может даже фанат их творчества, ведь эти братья делают кино не похожими ни на какие другие, их фильмы просты, но в тоже время с философским подтекстом, их истории, которые могут произойти или уже происходили со всеми, их стиль непоколебим и не повторим, их юмор всегда искромётный и чёрный, они любят детализировать.

    В их 4 по счёту фильме мы наблюдаем придурковатого драматурга еврея, которого зовут Бартон Финк (Джон Туртурро). Успеху его спектакле в Нью-Йорке сулило большое продолжение его писательской карьеры в Голливуде, куда его пригласил один из владельцев крупной компании «Кэпитал Пикчерз» Джек Липник, человек, который родом из Минска, а это по его словам, не далеко от Нью-Йорка.

    Поселившись в мрачном отеле, который можно сопоставить с помойкой — по словам одного из героев фильма, Барт начинает писать сценарий к фильму о борце Уолли Бирри, но услашав за стеной протяжный рёв, муза его улетела из его головы надолго. Только одно утешало Барта в этом далёком от его дома месте, это Чарли из соседнего номера, габаритный дядька, который всегда готов выслушать товарища и помочь в трудную минуту. Но действия поворачиваются совсем в другую сторону, когда Барт тихонько шлёпает комара на теле спящей рядом с ним девушки Одри, которая «помогала» ему в написании рассказа…

    Братья написали этот сценарий, будучи сами в творческом ступоре над фильмом «Перекрёсток Миллера», как и герой этого фильма Бартон Финк, муза к которому всё таки вернулась. Джон Туртурро завсегдатай коэновского арсенала актёров, сыграл наверное самою свою лучшую роль, ведь Бартон Финк в его исполнении стал такой культовой фигурой, как Индиана Джонс — Харрисон Форд или Терминатор-Шварценнегер. Застенчивый, немногословный, скромный и в тоже время взрывной, уверенный. Джон Гудман, ещё один коэновский актёр, тоже как всегда на высоте, мне этот актёр, чем-то напоминает дядьку из «Бриллиантовой руки», которому принадлежат слова: «Дурик, ты чего усы сбрил?!». Также стоит выделить и Майкла Лернера, того самого из Минска.

    Конечно в фильме порадовали всякие эпизоды: как Липник целовал ногу Финку, отклеивающиеся обои, как Финк комара убил… Также остался открытым вопрос: Что же лежало в коробке?!

    Фильмы Братьев Коэнов для меня как нирвана или дайвинг в которые погружаешься по уши, данный триллер не стал исключением.

    10 из 10

    22 июня 2011 | 23:54

    Перед нами, наверное, самый лучший и однозначно самый странный фильм братьев Итэна и Джоэла Коэн. Хотел посмотреть его давненько, но сомнения оставались, многие говорили, что фильм скучный, глупый и вообще не стоит тратить на него времени, другие же наоборот твердили, что это шедевр всех времен и народов, но чего-то внятного сказать не могли. Теперь после просмотра могу понять и тех и других, хотя у меня сформировалось несколько иное мнение.

    В первую очередь стоит отметить сценарий. Даже если не заглядывать в смысловую часть (но о ней чуть позже), то перед нами все равно прекрасная драма. Ритм повествования несколько медлительный, но нет ни одного лишнего эпизода и смотреть все равно очень захватывающе во многом за счет превосходной драматургии, отличный пример того, как сделать фильм, целиком построенный на диалогах чудовищно интересным. Великолепно прописаны персонажи (и опять же очень хороши диалоги между ними).

    Также стоит отметить превосходную режиссуру, этим фильмом братья перешли на качественно новый уровень (и, по мнению многих, до сих пор не зашли выше). Есть невероятная атмосфера, оставляющая очень долгое послевкусие. Вообще фильм какой-то очень ассоциативный, запоминается хорошо, но отдельные сцены просто напрочь въедаются в память (особенно последние двадцать минут повествования) и постоянно вспоминаются. Очень хорош видеоряд, особенно работа оператора Роджера Дикинса (между прочим, это его первый фильм у братьев Коэн) и стильный монтаж (его делали уже сами братья). И как всегда очень хорош саундтрек от Картера Бёруэлла.

    Приятно удивили актерские работы. Окончательно поразил Джон Туртурро, мне он последнее время все больше нравится, но тут окончательно добил (в хорошем смысле). С совершенно иной стороны открылся Джон Гудмен, это его самая лучшая роль в карьере. Отлично сыграли Джон Полито, Майкл Лернер, Джон Махони и Джуди Дэвис.

    А вот что со смыслом? И вот тут начинается самое интересное. На первый взгляд, фильм действительно «ни о чем», вроде бы кому какое дело до очередной истории из разряда «в фабрике грез все очень плохо». На второй же, более углубленный взгляд, начинаешь замечать огромное количество подтекстов, отсылок, метафор и аллегорий на самые разные темы, от литературы (практически сразу в голову приходит Франц Кафка) и кинематографа (кроме отсылок к различным фильмам есть и сатира на голливудскую киноиндустрию) вплоть до религии (недаром очень часто говорится о национальности главного героя) и аж устройства мироздания. Все это дело перемешивается в безумный коктейль с примесью здоровой порции сатиры, осилит не каждый. Но вот что самое интересное, на еще более углубленный взгляд замечаешь не более глубокие смыслы а «улыбающуюся рожицу» автора, насмехающегося над желанием зрителя познать нечто большее и говорящего что жить надо проще и не заморачиваться на всякую ерунду.

    Вывод: очень интересный и атмосферный фильм с хитрой смысловой составляющей. Понравится далеко не всем, но это уже классика кинематографа.

    10 из 10

    7 февраля 2011 | 20:27

    На мой взгляд, это лучшая работа, горячо любимых мной, братьев Коэн, за неё одну, не говоря уже о других достойных картинах, можно простить им такие попсовые проекты, как «Невыносимая жестокость» и «Игры джентльменов».

    Жанр картины ускользает от каких-либо определений, здесь есть элементы пародии, драмы, триллера и так далее. Наверное фильм можно охарактеризовать, как философская, аллегорическая притча. Герои гротескны, нереальны. Место действия — жутковатый отель, в котором, кажется, никто и не живёт, кроме самого Финка, его соседа и портье, тоже является персонажем, огромным живым существом, чутко реагирующим на внутреннее состояние Бартона. Всё это погружает в мистическую, вязкую атмосферу фильма.

    Здесь есть сатира на глобальное понятие «Голливуд», сразу рассеиваются мечты молодых дарований о свободном творчестве, успешной и счастливой жизни, кинокомпании — это большие или малые коммерческие предприятия, их задача, как и всякого коммерческого предприятия, заработать деньги, а не сделать искусство. Сатира на человечество в целом, люди, в большинстве своём быдло, толпа, им нужен легко потребляемый и усваиваемый продукт, кинокомпании дают его, на что есть спрос, на то найдётся предложение. Тут не выжить Художнику, кто-то пытается закрыться от этого, «строя дамбу», вливая в себя одну за другой бутылки виски, как писатель, а скорее уже алкоголик, Уильямом Мейхью.

    Темп у фильма медленный, плавно текущий. Всё начинается светло и оптимистично, с триумфа Финка на Бродвее, он полон надежд и отправляется в туда, где они, по его мнению, исполнятся. Однако путешествие медленно превращается в страшный сон, стираются границы между реальностью и его сознанием, происходящее набирает скорость, всё становится мрачнее, зритель чувствует гнетущее приближение чего-то опасного, и наконец кульминация — пожар в отеле, в душе Финка и во всём мире, всё это неспешное течение, набирающее обороты — предчувствие Второй мировой войны.

    Но главная мысль картины, на мой взгляд — это сущность интеллигентного человека. Интеллигент считает, что хорошо понимает народ, знает его жизнь и нужды, готов писать о нём и для него. Но Бартон на самом деле не имеет никакого представления о простом народе, он, так сказать, мозговой аристократ, неплохо живёт в Нью-Йорк, вращается в кругу творческих людей и далёк от обычного человека, как Земля от Солнца. И недолгое пребывание в условиях простой жизни выводит Финка из равновесия, он страдает от жары, комаров, отклеивающихся обоев, плохой изоляции, в следствии этого начинаются муки творчества. Очень точна фраза его соседа, маньяка Мунда «Ты здесь просто турист с печатной машинкой, а я здесь живу». И правда, Бартон Финк может вернуться домой, к прежней жизни, он здесь только на мгновение, и это уже разрушает всё его мировоззрение, жизнь, привычки. Однако самый любимый момент дальше, когда Мунд идёт по горящему коридору, открывает свою комнату и заходит, как ни в чём не бывало, произнося слова «Если я понадоблюсь, я всегда буду здесь», это просто повергает в шок, зритель понимает, что это обычный мир для него, полный боли, грязи и огня, он в нём навечно, а для Финка это горящий ад. Одна из сильнейших сцен в кинематографе.
    Бартон остаётся один, опустошенный, надломленный, в руках у него его сценарий и коробка Мунда, которая на самом деле его. Ящик Пандоры остался закрытым, или это просто коробка? Что в ней? Отрезанная голова? Ответа и не требуется, пусть загадка останется неразгаданной. Она своеобразное бремя Финка, его грех, его расплата за попытку познать другие слои жизни, не потеряв ничего и теперь его багаж на всё жизнь.

    В общем что можно сказать ещё? Братья молодцы, создали по истине один из шедевров мирового кино. Они мастера мелочей, каждая деталь значит очень много, начиная от комаров, обоев и заканчивая таинственной девушкой на пляже. Радует актёрская игра, в особенности Джона Гудмана, это не игра даже, а какое-то шаманство.

    В целом замечательное кино, мрачная аллегория, шедевр.

    10 из 10

    27 февраля 2009 | 17:12

    В своё время я занимался со своей дочуркой, которая училась в первом классе. Примечательным во время этих занятий было то, что я время от времени чертыхался и проклинал авторов книг для первоклашек, поскольку они были совсем неадаптированными для ребенка 5-6 лет. Это же надо, чтобы дядьки и тетки, с сединою у висках, с огромным жизненным опытом, после защиты докторских диссертаций, профессора не умели написать банальный учебник для 1 класса.

    В фильме «Бартон Финк» есть два главных героя — Автор в образе писателя Бартона Финка и Народ в образе Чарли Медоуза, взаимоотношения которых составляют основу всего фильма.

    Бартон Финк — это застенчивый, но тщеславный писатель, который пытается создать из «человеческого материала жизни» что-то новое на неизведанной территории. Территории, где нету «атласа дорог», но именно там находятся «простые истинны», которые в противовес «банальным абстракциям» должны стать основой нового театра. Тетра о простом народе и для простого народа. Первый успех Бартона Финка на этом поприще в Нью-Йорке принес ему славу человека, который чувствует «поэзию улицы». И именно эта слава сыграет с ним впоследствии злую шутку, когда ему голивудская компания предложит написать киносценрий для второсортного фильма.

    Народ в образе Чарли Медоуза многолик. Сначала перед нами предстает добродушный толстяк, который пытается проявить участие к творческому процессу Автора. Жизнь Автора в третьеразрядной гостиннице среди тех о ком он хотел писать привела его к творческому бессилию. «Той самой идеи, которая дает возможность начать у меня до сих пор нет», говорит Автор. Поэтому Народ предлагает ему черпать творческое вдохновение из историй обычных трудяг ("Я мог бы тебе рассказать несколько историй», неединожды замечает Чарли Медоуз). В этом отношении профессия Чарли Медоуза очень пришлась кстати: разъезжая по стране он действительно бы мог ему много чего поведать. Но к своему удивлению Народ видит, что Автору он не интересен. Автор от него «отгородился», поскольку имеет свой способ постижения истинны: «копать в глубину», «вытаскивать что-то изнутри», «болезненное изучение», «рассказать жизнь разума». Тогда Народ принимается за дело по другому: он пропускает Автора через некоторый жизненный опыт, чтобы именно этот багаж знаний и опыта впоследствии помог ему написать киносенарий ("Сделай меня своим борцом», говорит Чарли). Символически этот жизненный опыт показан в фильме в образе простой коробки из под картона, которая как говорил Чарли Медоуз»… поможет тебе написать сценарий». Финк с грустью впоследствии осознает, что у него такого жизненного опыта нету ("Это больше чем есть у меня»). Получение этого багажа знаний болезненно, ведь Народ предложил Автору такую эмоциональную встряску в образе злобного маньяка Карла Манта, что представитель богемы как того и хотел получил «такую боль о которой и не подозревал». Он на грани эмоционального срыва и не понимает почему это случилось с ним: «Потому, что ты не слушаешь! Ты не понимаешь! Ты приходишь в мой дом и ты.. . жалуешься, что я очень шумлю!», говорит ему Народ.

    В конце-концов Народ своего добивается. Коробка у пишущей машинки сотворила чудо: к Автору вернулось творческое вдохновение да такое, что он решает будто «создал самое важное в своей жизни». Он в эйфории, отмечает свой успех на танцах, не зная, о последнем экзамене, который ему предстоит пройти на киностудии в Голливуде. Вот именно в этой части картины режиссеры оттянулись на всю катушку, сатирически показывая всю подноготную творческого процесса в создании фильмов. Тут действует универсальная формула: придумываем несколько имён и меняем ситуацию («Борец защищает ребенка-идиота»). Душу вкладывать необязательно. Отношения к авторам тоже потребительское. Бен Гайслер саркастически замечает «Писатели уходят и приходят, а индейцы нужны всегда». Аллегорические подтексты в Гостиннице наглядно показывают, что такое Фабрика Грез: не первой свежести обои, что прикрывают что-то грязновато-липкое; адская жара в городе ангелов; кусачие комары-кровососы, что водяться только на болоте, но ни как не в городе и т. д. Несмотря на полученный жизненный опыт, Автор сел в лужу (первый блин комом): несправился с банальным киносценарием для боевика об уличных борцах. Вследствие чего Автору, который ставил себя выше Народа продюсер Джек Липник иронически желает «немного подрасти».

    В творческом дуэте Джона Туртурро и Джона Гудмена мне больше всего понравилась игра первого, поскольку Джон Гудмен творит разнопланновый образ, в то время как Джон Туртурро должен был воссоздать единый целостный образ творческого человека «не от мира сего», который с пафосом рассказывает Народу о своем предназначении. Внешний вид Финка забавен, ты не можешь без улыбки слушать его поучительные рассуждения об искусстве, смотря как он при этом важничает, но с другой стороны немного сочувствуешь этому большому мечтателю, который на своей шкуре должен был ощутить «жизнь разума».

    Большинство фильмов Коэнов — это жизненные драмы, в которых режиссеры рассказывают о вполне обычных и понятных нам вещах, которые случаются повсеместно. Но фильм «Бартон Финк» немножко о другом: непохож на их обычные произведения. Он посвящен творческим личностям, которые никак не могут понять простых вещей, витая где-то в своём выдуманном мире. Вот почему именно творческие личности в Жюри этот фильм и оценили по достоинству, возможно видя в нем отголоски чего-то личного. Но с другой стороны для Автора не все потеряно. Об этом свидетельствует концовка фильма, которая символична. Автор находится на распутье: с одной стороны его мечта материализовалась, то есть воплотилась в реальной жизни, показывая что он спустился с небес на землю, но с другой стороны его нежелание открыть коробку (он еще даже не решил его ли она) демонстрирует, что он не готов до конца принять эту реальную жизнь. Коронная фишка Коэнов — никогда не давать однозначный ответ на поставленный вопрос.

    9 из 10

    21 июня 2013 | 20:43

    Достойный и очень достоверный фильм о творческих муках сценариста, нанятого Голливудской компанией в начале 40-х! На экране происходит препарирование процесса создания предмета искусства этап за этапом. Чудаковатый Бартон Финк проходит через Адский Ад в виде гостиницы с его немногочисленными, «странными» жильцами и в конце концов очищается, поймав вдохновение весьма странным образом.

    Мрачные цвета, заросшее фикусами фойе, невыносимая жара — все это дает нам понять, что герой в Аду. Начинается все с комара, не дающего герою покоя. Да, кстати, фильм пропитан иронией и черным юмором, в чем, безусловно, заслуга отменной игры Джона Туртурро. Часто появляющийся кадр с длинным темным коридором, окутанным таинственным гулом, нагнетает обстановку и несет в себе образ пути, который предстоит пройти герою. Долгое время Бартона терзают муки творческого кризиса. Сценарий фильма про борьбу, который ему нужно написать — аллегоричен, он может найти отражение и во внутренней борьбе героя с самим собой. Вообще, тема борьбы проходит сквозь весь фильм, мы можем увидеть это как в изображении, так и в звуке.

    Насчет звука! Тщательнейшим образом проработаны все звуковые детали, ведь они несут немалую драматургическую роль в этой истории. Мы слышим все ушами героя, предельно сосредоточенного на мысли. В самый ответственный момент начинают смачно отклеиваться обои, смех за стеной настолько начинает раздражать, что невольно сопереживаешь герою. А в совокупности с изображением воздействие усиливается.

    Вспомнилась замечательная монтажная склейка: один крупный план клавиатуры печатной машинки переходит на другой крупный, с активным набором текста. Это на мгновение вводит нас в заблуждение, будто бы к Бартону наконец пришло вдохновение. Но и тут не без острой Коэновской иронии! Камера отъезжает и мы видим секретаршу в офисе кинокомпании. Хочется отметить еще пару гениальных монтажных находок, а именно: проезд камеры сквозь канализацию в номере и на вечеринке (что показывает слияние реальности с ирреальностью). В целом, камера отлично поддерживает тягучую стилистику фильма и передает настроение.

    Нагнетание атмосферы продолжается и герой получает все новые сюрпризы, окончательно размывшие рамки реальности. Таким «сюрпризом» является совершенно неожиданное убийство! Герой в полном замешательстве. Далее сосед, который на протяжении всего фильма кажется нам таким добрячком, на самом деле оказывается маньяком. Вот он, любимый прием братьев! Обмануть ожидания зрителей, перевернуть все с ног на голову.

    Как и положено, в аду не без огня. Гостиница загорается от появления Чарли. Тут тебе и кульминация, и мораль! Герой стойко вынес и это испытание, заслужив очищение. «Светлый луч в темном царстве» — картина, висящая над рабочим местом Бартона и не дающая все время ему покоя — ожила. Это самый потрясающий финал, который я когда-либо видела! Не перестаю восхищаться талантом братьев! Как все гармонично, красиво и продуманно. Эти парни понимают толк в кино!

    Фильм для многократного просмотра и любителей тонкого Коэновского юмора.

    16 октября 2012 | 17:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    КиноПоиск докладывает из Берлина о том, как прошла пресс-конференция жюри, как Мэрил Стрип собирается руководить подопечными, как Джордж Клуни не ожидал такой подлянки от братьев Коэн, и, конечно, о самом фильме «Да здравствует Цезарь!», который открыл 66-й по счету Берлинале(...)
     
    все новости

    Статьи


    Чего только не случится с бедными писателями: то ноги переломают, то в долгах погрязнут, то спиваться начнут. К выходу в прокат фильма «Рассказы» КиноПоиск решил вспомнить самых неудачливых прозаиков, драматургов и сценаристов, которые только появлялись на киноэкранах. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    55.Молчание ягнятThe Silence of the Lambs8.417
    56.Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика8.415
    57.СемьSe7en8.413
    58.Джанго освобожденныйDjango Unchained8.406
    59.Шоу ТруманаThe Truman Show8.404
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I91.78%
    37.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II91.35%
    38.Индиана Джонс 5Indiana Jones 591.25%
    39.Плохие парни 3Bad Boys 391.21%
    40.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 390.82%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft29
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass10
    Во имя отцаIn the Name of the Father24
    СлужанкаHanyo3
    Опустевший городReign Over Me75
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.453
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.739
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.595
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры