всё о любом фильме:

Дюна

Dune
год
страна
слоган«Мир за гранью воображения»
режиссерДэвид Линч
сценарийДэвид Линч, Фрэнк Герберт
продюсерРаффаэлла Де Лаурентис, Дино Де Лаурентис, Хосе Лопес Родеро
операторФредди Фрэнсис
композиторТото
художникЭнтони Мастерс, Пьер Луиджи Басиле, Бенхамин Фернандес, ...
монтажЭнтони Гиббс
жанр фантастика, боевик, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  8.96 млн,    Франция  2.31 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время137 мин. / 02:17
Номинации:
Планета Арракис, также известная под названием Дюна, год 10991. Это арена борьбы между злом и благородством, мир тончайших и опаснейших интриг. Гигантские песчаные черви длиной в целую милю сторожат бесценное сокровище — меланжевую пряность, позволяющую путешествовать сквозь Пространство и Время. Тот, кто контролирует пряность, контролирует Вселенную.

Народ Дюны ожидает пришествия Мессии, который поведет их на священную войну против династии злобных Харконненов. И Мессия является. Им становится юный Пол Атрейдес, сын герцога Лито, предательски убитого Харконненами с одобрения Императора. Полу предстоит великая миссия, которая навсегда изменит судьбу всей галактической империи…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
55%
22 + 18 = 40
5.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм представляет собой экранизацию романа Фрэнка Герберта «Дюна», вышедшего в 1964 году, а в 1965-66 годах удостоенного главных премий научной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла».
    • Роман «Дюна» входит в сокровищницу мировой фантастики, наряду с «Властелином Колец» Дж. Р. Р. Толкиена, «Марсианскими хрониками» Р. Брэдбери, «Хрониками Амбера» Р. Желязны.
    • Первые попытки экранизации «Дюны» предпринимались еще в начале 70-х гг. французскими кинематографистами. У руля французского проекта стоял Алехандро Ходоровский, планировавший привлечь к работе над фильмом группу «Пинк Флойд» (саундтрек) и художника Сальвадора Дали (роль Императора).
    • Фильм «Дюна» задумывался Лаурентисом как ответ на «Звездные войны» Лукаса.
    • Первоначально Де Лаурентис планировал привлечь к режиссуре Ридли Скотта.
    • Де Лаурентис предложил Линчу стать режиссером в телефонном разговоре. Выяснилось, что режиссер не только не читал «Дюну», но и никогда не слышал об этом романе — из-за помех связи он в течение всего разговора думал, что речь идет о постановке фантастического эпоса с название «June», то есть «Июнь».
    • Перед тем, как согласиться, Линч решил прочесть роман. Из-за нехватки времени чтение романа растянулось на 2 недели, но книга Линчу понравилась.
    • Дэвид Линч отказался от предложенного ему кресла режиссера «Звездных войн, эпизода VI: Возвращение Джедая», потому что был занят работой над «Дюной».
    • Бюджет фильма составил 45 миллионов долларов, что для 1983 года придавало ему статус блокбастера. Основной статьей расходов стали декорации и спецэффекты. Продюсерам пришлось отказаться от приглашения на главные роли звезд первой величины, поскольку это раздуло бы бюджет на четверть. В итоге основными звездами фильма стали дебютанты Маклахлен и Янг, европейцы Прохноу и фон Зюдов и певец Стинг.
    • Первоначальным кандидатом на роль Герцога Лето был Роберт Дюваль, но продюсеры заменили его на Юргена Прохноу, сочтя последнего более мужественным.
    • Определяя место для съемок, Рафаэлла Де Лаурентис посетила Северную Африку, Англию, Тунис, Индию, Австралию, Италию, Испанию и Югославию, но окончательный выбор был сделан в пользу Мексики.
    • Исполнитель главной роли Кайл Маклахлен — фанат «Дюны». Впервые прочитав книгу в 14 лет, он перечитывает ее ежегодно!
    • Шон Янг пропустила кастинг в Нью-Йорке из-за оплошности агента. Она просто не явилась на встречу с Линчем и Де Лаурентисом. К счастью, все трое летели назад в Лос-Анджелес одним самолетом. Де Лаурентис узнал в соседке по салону актрису, и полет закончился импровизированной репетицией.
    • Юрген Прохноу на съемках получил ожоги лица первой и второй степени. Следы ожогов до сих пор видны на его щеках.
    • Джеймс Дэвис, второй помощник режиссера, упал на съемках с высоты 6 метров на бетонный пол, получив несколько переломов.
    • Линч без указания в титрах снялся в «Дюне» — в роли оператора спайс-шахты.
    • Над фильмом на разных этапах производства работала команда в 1700 человек — абсолютный рекорд для того времени.
    • Съемки фильма проходили в Мексике. В то же время в том же месте снимался «Конан-разрушитель».
    • В расчете на кассовый успех фильма, продюсеры обсуждали вероятность съемки сиквелов. К лету 1984 года Дэвид Линч подготовил сценарий «Мессии Дюны» и «Детей Дюны», которые были отправлены на одобрение автору романа, Фрэнку Герберту.
    • Кайл Маклахлен дал согласие на участие в двух последующих сериях.
    • Фильм собрал в американском прокате чуть больше 27 миллионов долларов, что, хотя и было неплохим результатом для того времени, не погашало и половины средств, затраченных на производство картины.
    • Дэвид Линч согласился стать режиссером «Дюны» только на том условии, что Де Лаурентис даст ему карт-бланш на постановку следующего фильма. Этой картиной стал «Голубой бархат».
    • После того, как Стинг с блеском справился с работой в фильме, Линч сделал практику привлечения рок-звезд на роли в свои фильмы постоянной. У него снимались — Дэвид Боуи, Крис Айзек, Генри Роллинз и Мэрилин Мэнсон.
    • Для показа фильма на телевидении прокатный вариант картины был расширен за счет включения в него ряда удаленных сцен и введения закадрового комментария, который, по мысли продюсеров, должен был сгладить логические провалы киноверсии.
    • Дэвид Линч снял свое имя из телевизионного варианта фильма, заменив его псевдонимом — «Алан Смити» как режиссер, «Джудас Бут» — как сценарист.
    • В качестве вдохновления при создании дизайна дистикомбов использовалась книга «Анатомия Грея».
    • Музыкальный инструмент, на котором играл Патрик Стюарт, «балисет», на самом деле представлял из себя Chapman Stick, электро- и бассгитару, созданную в семидесятых годах Эмметтом Чапмэном, который и исполняет музыку на «балисете» в фильме.
    • «Дюна» — один из первых фильмов, который получил рейтинг PG-13 (детям до 13 в сопровождении родителей).
    • Это первый фильм, в котором была создана компьютерная форма человека для рендеринга силовых щитов.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Театральная (короткая) версия фильма — это единственная версия «Дюны», включая сам роман и минисериал, где Суфир Хават выживает. Сцена смерти Суфира была снята, однако вырезана при окончательном монтаже.
    • еще 27 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Бестселлер американского писателя Фрэнка Херберта о Планете дюн, где в 10191 году соперничают между собой несколько кланов, которые одновременно борются за общее выживание, хотели экранизировать многие режиссёры. Права на книгу купил известный итальянский продюсер Дино Де Лаурентис, давно работающий в США, но предоставил возможность своей дочери Раффаэлле, с детства любящей этот роман, продюсировать фильм «Дюна». Он обошёлся в солидную по тем временам сумму в размере 47 миллионов долларов (сейчас бы бюджет составил вдвое больше). Для постановки в итоге был привлечён (в 70-е годы мечтал об экранизации Алехандро Ходоровски, а ещё разрабатывал первоначальный проект Ридли Скотт) оригинально мыслящий постановщик Дэвид Линч, который ранее успел удивить двумя эстетскими фантазиями — «Голова-ластик» и «Человек-слон». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 238 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В этом фильме встретились два абсолютно гениальных начала: роман Френка Герберта и режиссура Дэвида Линча. Эпическая книга «Дюна» — это эзотерическая фантастика высшей пробы, сочетающая глубокую экзистенциальную философию, политическую конспирологию, провиденциальность и романтическую художественность настоящей литературы. Для Линча это один из первых больших фильмов, к тому же — и совершенно точно — первый высокобюджетный проект. За плечами уже две большие работы: сюрреалистический, сводящий с ума «Голова-ластик» и готично-мелодраматический «Человек-слон». В «Дюне» делает первые шаги визионерская эстетика Линча, для которой характерны глубокая осмысленность цвета, фигур, костюмов, интерьеров, одним словом, поэтизация деталей. Картина являет собой жутковатый паноптикум запоминающихся, вычурных, театрально-гротескных персонажей: психопатичные ментаты, шизоидные ведьмы Бене-Гессерит, пыльные и нечёсаные, как пещерные дикари, фремены… Особенно примечательна в этом отношении линия Харконненов, завораживающая своей омерзительностью. И вообще многие образные находки «Дюны» Линча в дальнейшем заимствуются более поздним фантастическим кинематографом: гофрированный скафандр Рабана мы увидим на полицаях в «Пятом элементе», физиономию личинкоподобного Навигатора приобретет Мозг-арахнид в «Космическом десанте» Пола Верховена, и т. д.

    Другое дело, что сценарий слабоват, поскольку не передает великолепия оригинала. Узкие рамки полнометражного фильма не позволили показать хитросплетения интриг в борьбе за межгалактическое господство королевских домов Лансраата, развернуть мистическую эволюцию аристократа Пола Атрейдеса в мессию свободных людей пустыни Муад-Диба, раскрыть тайну спайса и Создателей Шай-Хулудов. Трактовка многих героев пострадала плоскостью и схематизмом, некоторые сюжетные линии так и остались за кадром. Зато примечателен саунд-трек, особенно заглавная тема.

    Также важно, что в «Дюне» начинает собираться знаменитый линчевский ансамбль из его любимых актеров, которых мы еще неоднократно увидим в его произведениях: Джек Нэнс, Кайл МакЛоклан, Эверет МакГилл.

    Итак, фильм по-своему красив, хотя несколько сбивчив и театрален. Знакомство с ним полезно как для развития представлений о творчестве Дэвида Линча, так и для начального интереса к романам Френка Герберта.

    7 из 10

    5 февраля 2012 | 07:31

    Сразу скажу, фильм слабый, стоит посмотреть разве что фанатам одноименной Саги Френка Херберта.

    Слабое всё: актеры не смотрятся в своих ролях, не натуральные черви, декорации съетчей фрименов настолько плохие, что вызывает удивление, куда могли уйти 40 миллионов баксов?

    Фильм похож скорее на плохую театральную постановку…

    Но всё же должен сказать, что сам материал был очень труден для постановки, сыграть герцога, барона (правителей планеты) само по себе трудно, здесь нужна харизма, талант, фактура, я уже не говорю про то, чтобы сыграть императора галактический Империи.

    Конечно король в исполнении Табакова в «Обыкновенном чуде» хорош, но это скорее местечковый правитель. Также во время выпуска фильма еще не было хороших спецэффектов, а они в этом фильме нужны, нет, они просто необходимы! Чтобы показать все механизмы, существующие в будущем, грандиозность сражений, величину космических кораблей, которые настолько велики, что не могут целиком садиться на планету.

    5 из 10

    21 февраля 2014 | 23:00

    То, что свое время легендарная линчевская «Дюна», несмотря на большой бюджет, провалилась в прокате, сейчас кажется совсем не удивительным. Тогда это был лишь третий полнометражный фильм для Дэвида Линча, и один из первых, где использовались возрастные рейтинги и компьютерные технологии. После «Человека-слона» и «Головы-ластика» семья Лаурентисов, может, и предполагала, что садят в режиссерское кресло самобытного автора, который создаст Арракис по-настоящему инопланетным. Сейчас же никто бы Линчу такой фильм не доверил, хотя оснований полагать, что у него есть талант, с лихвой. Просто на его непримиримой авторской позиции, явно, денег не заработаешь, и всегда найдется огромное количество людей, для которых излишне умный Линч останется непонятым. Правда, что бы сделал с «Дюной» Алехандро Ходоровски и представить страшно.

    Сегодня «Дюна» считается классикой, как книга Фрэнка Герберта, так и линчевская лента. Многочисленные приквелы к циклу романов и попытки сделать из этой истории франшизу успехом так и не увенчались. Хотя чего уж проще, когда написано столько отменного материала. Однако, книга представляет собой, самую что ни на есть фантастику с целиком выдуманной Вселенной, в которую необходимо длинное введение с многочисленными пояснениями, а хронометраж любого фильма такого бы себе не позволил. В картине Линча это заметно по общей скомканности. Ухватив лишь важные вехи сюжета, и постаравшись полностью донести свое видение мира «Дюны», режиссер оказался бесконечно далек от ориганал и от зрителя, утомляя его на сеансе, куда тот пришел лишь расслабиться и погрузиться в фантастическую реальность.

    Определить что же не так в этом фильме, сложно. Может не понравится, и всё, хотя нет ни долгого обзора политической ситуации, и масштабные сцены присутствуют, и воображению есть, где разгуляться и герой более чем харизматичен. Проще было бы сравнить «Дюну» со «Звездными войнами», но больше подойдет «Аватар» Кэмерона благодаря схожему сюжету. В обоих картинах есть чужак, проникающий в местное угнетенное население некой сырьевой планеты, который сподвигает аборигенов на бунт. Хотя Кэмерон и пытался создать другой мир, в частности применив 3D-эффект и невероятной красоты пейзажи, но даже синие жители Пандоры не создавали такого ощущения инаковости, как аскетичные барханы Арракиса. Причем мифология Пандоры не была продумана так тщательно, как мифология «Дюны», и если в «Аватаре» была возможность разобраться в антропометрических параметрах синих монстров и их связью со своей планетой (все было доходчиво пояснено и даже разжевано), то вся мифология «Дюны» осталась в литературном источнике, с которым все же следует предварительно ознакомиться. Линч будто намерено оставил много непроясненных моментов, чтобы оттеснить зрителя от понимания Арракиса и интриг Великих домов, тем самым создавая ощущения взгляда в 10000 какой-то там год.

    Уместно вспомнить и многочисленные претензии к Линчу, полностью подмявшему сюжет под себя, и известную вышеупомянутую сагу «Звездные войны», которая к тому моменту пополнилась шестой частью и имела свою армию поклонников, и телевизионную версию «Дюны», призванную исправить линчевские тайны, тщательно спрятанные в сценарных пропусках. Провал! Но почему-то до сих пор находится мало желающих заняться это франшизой. Была пара сериалов, игру выпустили на SEGA, на 2014 год, вроде обещают ремейк. Но что-то подсказывает, что новая версия будет не в пример проще, и растеряет всю свою инопланетность, а войны рыжих Харконненов и Атрейдисов будет скопом напоминать и «Властелина колец», и «Трансформеров», и какую-нибудь «Планету обезьян», а то вдруг зрители опять чего-то не поймут и унесут свои деньги. А почему линчевская «Дюна» стала классикой? Наверно, сказать, что есть в ней что-то линчевское было бы примитивно, но несмотря на все промахи Вселенная, которую создал этот режиссер, не походила ни на что, и таких примеров в фантастике мало. В 1984 году «Дюна» была смелым коммерческим проектом, а на самом деле стала смелым культурным, и это уже не говоря о подозрительных аллюзиях на правоверных Свободных, которые устраивают Галактике джихад, чтобы защитить свой мир от покушения на спайс, без которого все разом загнуться.

    7 из 10

    2 сентября 2011 | 17:01

    В девяностых годах «Дюну» Линча часто показывали по кабельному, я бы даже сказал, чаще, чем следовало бы. Четыре сеанса за день не позволяли пропустить кино, даже при всём старании. Зато не приходилось смотреть на скукотищу по обычным каналам.

    Фильм запал мне в душу, и остался там по сей день. Фантастичный, немного жутковатый, сюрреалистичный, дико притягательный и совершенно непонятный. И вот совсем недавно я решился прочитать оригинал, книгу, написанную Фрэнком Хербертом, хотя бы для того, чтобы узнать, о чём умолчал Линч. И тут всё встало на свои места.

    Дело в уникальной сложности романа, в глубине проработки Вселенной, слишком многое хотел рассказать Херберт. Сеттинг лишь обёртка, суть в людях, в обществе, в его развитии. При всём желании нельзя уместить «Дюну» ни в два, ни в три часа экранного времени. Линч это прекрасно понимал, а потому рискнул, добавил больше готичности, закадровые голоса, вырезал и упростил части сюжета. Но я бы не сказал, что история получилась убогой, нет. Просто то, что невозможно было снять и показать, не включили в кино. Например, то, как Пауль воспринимал будущее, со всеми возможными его вариантами.

    Зрителя нужно было, не снимая примитивный боевик, завлечь идеей, очаровать антуражем, удивить спецэффектами. Потому, я думаю, Навигаторы такие жуткие, хотя в книге были людьми. Невозможно визуально показать, как Пряность изменила их разум, до каких широт расширила границы сознания. Художественный приём заключается в изображении необратимых последствий приёма Спайса через физическое уродство.

    Недосказанности сюжета, это своеобразные загадки, которые невозможно разгадать, сколько не пересматривай фильм. Рано или поздно, любой человек, которого зацепила пустынная планета Арракис, неизбежно возьмёт в руки книгу, и проведёт множество часов за сложным, но увлекательным чтением. И наверняка откроет для себя что-то новое, или же, как минимум, приведёт в систему то, что уже знал.

    За певца Стинга, за толстого барона Харконнена, за червя Шай-Хулуда, за невообразимых размеров межзвёздный хайлайнер, за армию имперских Сардаукаров и многое другое, ставлю великолепной ленте Дэвида Линча

    9 из 10

    5 августа 2011 | 19:39

    «Дюна» — очень известный фильм. Я посмотрела его пару лет назад.

    Мир Дюны — эта отдельная удивительная история, не на что не похожая. Дюна -пустынная планета, на которой добывают особое вещество (спайс). Это вещество нужно всем. И поэтому идет противостояние за обладание Дюной.

    Все научно-фантастические фильмы чем-то похожи. Впервые посмотрев Дюну, я подумала, что фильм похож на знамеритые «Звездные войны». Но пересмотрев несколько раз, я поняла, что это не так. Дюна заставляет о многом задуматься.

    Фильм наводит на размышления о добре и зле, о силе и о правде.

    8 из 10

    31 июля 2008 | 00:54

    Вещи, что с годами не портятся, принято сравнивать со старым вином. Вообще-то, я толком не знаю, что там происходит с напитком, а вот смотреть «Дюну» Дэвида Линча с каждым разом все интереснее.

    Шедевр разглядела не сразу. Ведь это же Линч! И, ждала, соответственно, каких-то таинственных происшествий, семейные драмы, кровищу и суперагентов в хороших костюмах. А тут — странно одетые люди говорят непонятно о чем… Бред полнейший, и недовольно наморщив нос, я переключила канал. Таких вот попыток было две или три, пока не случился прорыв.

    Не знаю, кого мне следует благодарить — музыкантов группы Rammstein, Герта Хоффа или сестру Кристофа Шнайдера, но это они помогли мне увидеть прекрасное. Случайно увидела в фильме какие-то элементы, знакомые мне по их шоу 1998-го года и захотела узнать, что же нашли в этом сомнительном произведении такие великие люди.

    И теперь я люблю этот фильм. Люблю весь, целиком, начиная с надписи «Дино Де Лаурентис представляет» и до финальных титров. Со всеми его странностями, с вызывающим недоумение сюжетом.

    Это, конечно, заслуга автора оригинального книжного цикла. Да простят меня фэны, но «Дюна» Ф. Герберта, «Левая рука тьмы» Урсулы Ле Гуин и «Папесса Иоанна» Донны Кросс — три самые странные книги из всех, что мне довелось прочесть. Только если последние две написаны женщинами и посвящены роли кеммера в жизни порядочного гермафродита, то автор «Дюны» — мужчина, и, несмотря на то, что какой-то гермафродит мелькнул во второй книге цикла, здесь главные темы — политика и, конечно, загадочный спайс.

    Вот здесь начинается самое интересное. Книги написаны очень сурово, без капли юмора. Так и следует к ним относиться. Фильм снят по первой из книг. Вы просто обязаны свято уверовать в то, что спайс — это ценнейшее, жизненно важное вещество. Вас не должно напрягать постоянное, в начале каждой главы и просто в тексте цитирование «Жития святого Муаддиба», «Мудрых речей Муаддиба» и «Оранжевой Католической Библии». Насмехаться над Бутлерианским Джихадом — кощунство. А для полного счастья, в качестве легкого развлечения, Гурни Хэллек порадует вас своими заунывными песнями.

    В общем, фильм мне понравился больше. Он безумно красив и отчасти глумится над книгой, сохраняя при этом ее неповторимую атмосферу. Кто-то из рецензентов обвинил режиссера в том, что он прочел только первую книгу цикла. Это неправда, он прочел их, как минимум, две.

    Во дворец императора-паддиха Шаддама VI прибывает группа бритоголовых мужчин в черных виниловых плащиках. Это делегация Космического Союза. С ними огромный контейнер, где в парах спайса обитает глава делегации. Если во второй книге он еще как-то похож на человека, то в фильме мы видим что-то вроде огромного человеческого эмбриона, решившего вытянуться в длину, что, согласитесь, гораздо шикарнее. У эмбриона добрые голубые глаза и прелестный маленький рот, похожий на мягкий клювик.

    Спайс настолько расширил сознание Рулевого, что, прозрев будущее, он обнаружил, что юный Пол Атридес из Дома Атридесов с Каладана вскоре намерен лишить Союз драгоценного спайса, а стало быть, Пола нужно убить. Император немного смущен. Его советница, лысая дама из ордена Бене Гессерит, в комнате рядом с тронным залом вращает глазами и шеей.

    Сцена вторая. Замок над бездной. Волны великого океана бьются о неприступные скалы. Это Каладан — родина Дома Атридесов. И тут я кланяюсь в ноги товарищу Линчу. Как точно и тонко он сумел изобразить россиян! Грозный замок внутри оказался узорчатым теремом — низкие круглые арки, резные колонны. Прототипами герцога Лито и его наложницы леди Джессики была, не иначе, чета Романовых — царь Николай II и Александра Федоровна. Сходство особенно поражает, когда мы видим всю семью в сборе. В центре — герцог в мундире и с мопсом на руках, леди Джессика с прической по моде начала XX-го века, в роскошном плаще с капюшоном, а вместо выводка царевен — выросший и возмужавший царевич Алексей, то есть, собственно Пол Атридес.

    Русский стиль здесь во всем. Гурни Хэллек и доктор Юэ выглядят старыми русскими офицерами, а душка Туфир Хават, пожилой и довольно грузный мужчина, со своими объемными завитыми бровями и чувственным ртом, перемазанным соком сапфо так похож на нашего дорогого Леонида Ильича!

    Эти мощные брови и красные пятна у рта — отличительные черты ментата — человека-компьютера. Ментатов здесь два. Второй — Пайтер де Вриз, работает на гадких Хорконненов, с которыми благородные наши Атридесы все никак не поделят загадочный сайсоносный Арракис. В книге Пайтер невероятно красив, в фильме его играет Брэд Дуриф. Помните мерзкого Гриму из «Двух крепостей»?

    Впрочем, его хозяева еще омерзительней. Главный — барон Владимир — немыслимо гнусен. Жирный и прыщеватый, невероятно грязный, он вызывает физическое отвращение, но не лишен своеобразного обаяния. В книге этого не было, но чтобы сделать барона еще эффектнее, Линч наделил его рыжими волосами самого солнечного, радующего глаз оттенка. В Голливуде есть правило — не больше одного рыжего в кадре, но этим правилом режиссер пренебрег. Столь же рыжими стали и два племянника барона — могучий Раббан и изящный Фейд Раус, а так же все жители планеты Гиди Прайм, подданные дома Хорконненов, что очень освежило картинку. Позже, возможно невольно, к такому приему прибег Питер Джексон, и, смотря «Властелин колец», я не раз с теплотой вспоминала фильм Линча.

    И наконец, сам Арракис. Суровая, очень засушливая планета. Здесь живут жуткие песчаные черви и мужественные фримены. Кто бы что не говорил, но спайс — это не экскременты червей, а что-то вроде икры. Взрослый червь разбрасывает свой спайс, создавая питательную среду для песчаной форели — своих личинок. На Арракисе это единственная еда, из спайса делают ткани и пластик. В фильме все это не отражено, зато усилены мистические и психотропные свойства спайса, вышло немного невнятно, но очень красиво.

    Сюда прибывает семейство Атридесов, здесь Пол Атридес становится Муаддибом — воином и пророком, побеждает жестоких Хорконненов, здесь рождается его сестра Алия.

    Очень жаль, что фильм провалился в прокате, и мы не увидели продолжения этой истории. Дэвид Линч сам не любит его, поскольку был жестко связан с продюсерами и не был допущен к окончательному монтажу. Возможно, фильм был бы еще интереснее, но он и такой — совершенство. Здесь каждый кадр — картина, прекрасны костюмы и декорации, великолепен грим и потрясает игра актеров. А какая роскошная музыка! Попробуйте присмотреться, почувствовать происходящее и вы обязательно полюбите этот фильм.

    10 из 10

    2 ноября 2010 | 20:34

    Первое впечатление.

    Начало было весьма многообещающее — титры на фоне пустыни, серия артов с рассказом о мире и предвкушение трехчасового погружения в фантастический мир Дюны. Наконец-таки на экране появляются первые герои этой истории. Что интересно, первая же сцена разговора Императора и представителей Гильдии вымышлена, видимо авторы посчитали, что таким образом проще познакомить нечитавших книгу людей с основным сюжетом. Оказывается, космическая гильдия уже тогда предчувствовала уничтожение Пряности и требовала убить Пауля/Пола Атрейдеса (мне ближе версия Вязникова — Пауль, поэтому далее я буду употреблять этот вариант). Император Шаддам IV производит впечатление неуверенного в себе старика, который шантажом и взятками захватил власть, а никак не грозного правителя всей Известной Вселенной. Необычно показаны и Препобные Матери Бене Гессерит: бритая голова, странный «кокошник», все в черном. Будто секта сатанистов.

    Общее впечатление.

    Когда пошел третий час фильма, я мысленно напряглась: уже два часа прошло, а они только-только добрались до фрименов, это что, фильм в двух частях? Создателей, видимо, тоже осенило, что они большую часть времени отдали неосновным «дофрименским» событиям, поэтому началось дикое наращивание темпа развития событий. Пауль только появился, а ему уже — «вот-с, барин, вам сразу армия, все в вас мгновенно уверовали, делать вам ничего особенного не надо, сразу командуйте!» И далее все понеслось-понеслось, и мысль в голове была уже только одна: что это сейчас было?! Мне кажется, такое свойственно многим людям — долго-долго мусолить что-то неважное; схватиться за голову; понять, что сроки горят; сделанное не переделывать и слепить оставшееся на скорую руку, чтобы продукт выглядел готовым. Меня посетила мысль, что, возможно, режиссер утратил интерес к фильму после снятия первых двух часов, но фильмы все же не в хронологическом порядке не снимают. Концовка откровенно кривая, смутная и пустая. Царь-Бог Пауль вызвал дождь, о счастье. Хэппи Энд, типа. А вон там в уголке Император со всей семьй, в небе корабли великих домов, ну и плевать на них всех, у нас пати в честь нежданного дождичка в четверг. Хотела бы я увидеть где-то здесь мораль, но увы… читайте книгу, люди.

    Актеры.

    В целом, Атрейдесы произвели положительное впечатление. Выбор актера на роль Пауля вызвал улыбку — странно было видеть развратного засранца из «Шоугерлз» юным героем, лидером фрименов и предводителем священного джихада. Да и профессор Ксавье из «Людей Икс» в качестве Гурни Халлека, верного друга и соратника Пауля тоже не оставил меня равнодушной. Герцог Лето, на мой взгляд, и вовсе идеален! Грустный взгляд, усталый вид, на его лице словно бы печать смерти; это человек, который абсолютно точно поймал свою роль. Также чисто внешне хороша леди Джессика.

    Харконненов вряд ли можно удостоить похвалой; создатели фильма словно бы хотели сделать сверхсильный акцент на том, что они в этом фильме плохие. Актриса, играющая Чани, из девочки-эльфа сотворила каменную девочку-гнома. Остальные второстепенные персонажи настолько мало и редко появлялись в кадре, что я почти не обращала на них внимания.

    Интерпретация персонажей.

    Пауль — априори царь и бог. Ему достаточно было просто появиться, чтобы все фримены упали перед ним на колени. Его не посещали видения о джихаде и вообще джихад тоже начался сам собой. Пауль героически стоял в первом ряду, отсвечивал и в свободное от руководства фрименами время спал с Чани.

    Джессика — вот та тетя в третьем ряду родила царя и бога. Ее роль и влияние на Пауля настолько обрезаны, что кроме статусов матери Квисатц Хадераха и Преподобной Матери она ничем не примечательна.

    Стилгар — фримен, посвятивший себя сбору войска для Пауля Неоспоримого и Незабвенного. Опять же вырезанный персонаж.

    Владимир Харконнен — рыжий дядька с лицом в прыщах и нарывах. Кричит, брыжжет слюной и производит впечатление полоумного старого дурака.

    Фейд-Раута — мелкий прихвостень-хулиган, явно унаследовавший от дяди-барона часть его безумия. На самостоятельные решения, судя по виду, не способен и вообще не отличается умом и сообразительностью.

    Авторские дополнения; вырезанные моменты.

    Вообще странно, что саму по себе интересную, наполненную тайнами и приключениями книгу взялись дополнять и изменять. Все отступления, на мой взгляд, выглядели неестественно и необоснованно, словно куски разных тканей, кое-как сшитые вместе. К примеру, из самых очевидных для меня — смерть доктора Кинеса/Кайнса. Ирония была в том, что эколога убила его же планета… а никак не харконненские прихвостни, даже сама причина его смерти нормально не раскрыта. Далее, Пауль и вода жизни. То, что показано в фильме, — откровенная работа на зрелищность, шабаш червей, смирительная рубашка… А до этого — оповещение каждого второго о своем намерении выпить ядовитой воды. Любовь Чани и Пауля показана как-то смутно, будто кроме полового влечения, между ними ничего и нет. Вырезали и их ребенка — решили не шокировать зрителей убийством младенца? Удивительно, как только не вырезали еще и Алию, от книжного персонажа остался общий каркас. Почему-то линию с Суфиром Хаватом не довели до конца, его история заканчивается пытками у Харконеннов, и в конце он не появляется в качестве ментата барона, как должен был. И как же сенсационное признание родства с Харконненами? Ну как-то уж вы совсем все изюминки из кекса-книги повытаскивали.

    Ляпы?

    Безумно смущали какие-то пистолеты, которые были у Пауля в самом начале и у всех фрименов в последствии. Мораль их использования — кричи громче, и всех порвешь. О том, что и без этих пистолетов на одного фримена приходилось по четыре убитых имперских сардаукара (элитной гвардии!), как-то и речи не было. Кроме того, расстроили глаза фрименов — где же синее на синем? Дай бог в самых крупных планах радужка светится «мистическим голубым светом». Впрочем, тут и поздняя экранизация недалеко ушла.

    Вывод.

    Однозначно не понравилось. Все то, что в книге преподносилась урывками, намеками, случайным фразами и легендами в фильме показано в стиле «убийца — дворецкий». Однако чтобы действительно проследить становление Пауля как вождя, его превращение из мальчика в мужчину, увидеть его истинные мотивы, нужно читать оригинал. Боюсь, к этой экранизации скорее применимо слово «пародия».

    Ставлю 6, чисто из-за любви к источнику

    30 июня 2013 | 02:44

    Я, наверное, единственный чудак в своем городе, добросовестно взявший в библиотеке и прочитавший все 6 увесистых книг Фрэнка Херберта.

    Дюна — это целый мир, знакомство с которым требует не только интереса к фантастике, но и немалых мыслительных усилий, рефлексии и анализа, — и в этом манера изложения Херберта напоминает мне романы и повести Гессе. И если уделить этим действиям достаточно внимания, можно заметить, что мир Дюны — по сути, аллегория на наш, реальный мир, где даже самые могущественные из нас подвержены влиянию эмоций; где торжествуют те же общечеловеческие ценности; этакая большая метафора с привкусом психоделики.

    Кайл МакЛоклен — звезда, которую зажег Дэвид Линч, — да, наверное, именно так я и представляла себе Пола Атридеса: немногословный, харизматичный, с пронзительным взглядом, как будто предвосхищающим всю роковую императорскую участь, взглядом Провидца.

    Все показано именно так, как и должно быть, и пусть не ропщут те, кто полагает, что не весь сюжет книги был раскрыт, и что значительная часть деталей не попала в сценарий фильма — думаю, тогда Линчу пришлось бы снимать как минимум сериал!

    Конечно, роман стоит прочесть перед просмотром, иначе многое останется не до конца ясным, а отсутствие «крутых спецэффектов», к которым так привыкла наша избалованная публика, для кого-то и вовсе сделает фильм затянутым и совсем не впечатляющим.

    Вообще, я без ума от Линча, от его неповторимого режиссерского почерка, и «Дюна» стала достойной отправной точкой для раскрытия таланта нашего сумасшедшего гения, который впоследствии достиг своего апогея в «Твин Пиксе», «Человеке-слоне» и «Малхолланд Драйве».

    10 из 10

    7 декабря 2010 | 20:13

    Этот фильм мною был пересмотрен дважды с промежутком где-то в лет десять. Я долго не решался на повторный просмотр, я хоть и был поглощен первоначально незабываемой визуальной стилистикой фильма и его звуковыми эффектами, но всё остальное, всё, что было встроено вовнутрь сюжета, огромное количество нюансов, которые надо было удержать в памяти, очень быстро смешались и навскидку я даже с трудом бы мог рассказать о сюжете, окромя воспоминаний о той борьбе, которая развернулась за обладание самым ценным ресурсом космоса — за некоей идеализированной пряностью, которая позволяет становиться чуть ли не супергероем.

    При вторичном пересмотре я уже пытался глобальнее осознать все сюжетные линии, все хитросплетения и развороты в действии. Их действительно множество, уже с самого начала нам пытаются рассказать хотя бы о двух-трёх основных основополагающих линиях, которые хотя бы подводят черты платформы, на которой будет строиться последующее действие фильма. Я не буду вдаваться в описание всех взаимных связей в фильме, даже после повторного просмотра я всё-таки не смог их досконально понять и осознать, но даже после этого я понял, чем этот фильм ценен — Дэвид Линч создал уникальное визуальное зрелище и уникальные звуковые эффекты, которые подвёл под эпоху некоего империализма, когда во дворах королевских царили безграничная жажда наживы в виде статуса, завоевания званий и владения огромными территориями. Наверное, это сумасшедшее объединение и поставило «Дюну» вне рамок знакомого всем жанра фантастики и в очередной раз подчеркнуло индивидуальность Линча и его авторско-коммерческую способность создавать ни на что не похожее кино.

    В фильме задействовано много знакомых и доселе актёров, пусть их можно уже назвать и ветеранами. Играют, именно, что играют Юрген Прохнов, Патрик Стюарт, Дин Стокуэлл, Брэд Дуриф, Макс фон Зюдоф и даже Стинг имеется, а среди женского коллектива можно назвать Вирджинию Мэдсен, Шон Янг и молодую Алисию Уитт, то с уверенностью можно заявлять про великолепно подобранный ансамбль, тем более что каждый из исполнителей играет важную роль во всём этом сумасбродном (с хорошей точки зрения) фильме. Наверное, обратили внимание, что я не назвал Кайла МакЛахлэна, «звезды» Дэвида Линча, но этого актёра я так и не раскусил, импозантный, красивый актёр, по идее перед ним открывались все границы кинематографа, но кроме фильмов Дэвида Линча он так и не смог открыться полностью.

    «Дюна», как я говорил, уникальное кино, не всякий дотерпит до конца, а многие вообще на сегодняшний день даже не обратят внимание на «Дюну», но в ней сохранятся то, что сейчас повторить просто невозможно.

    8 из 10

    P.S.: третий мой просмотр произойдёт, правда, не менее чем через лет этак пять…

    15 ноября 2012 | 00:16

    Сразу скажу, считаю «Дюну» Линча одним из лучших фантастических фильмов всех времен! Влюбился в «Дюну» с первого просмотра много лет назад и пересматриваю с удовольствием ее по сей день!

    Фильм быт сильно, хм, СИЛЬНО недопонят в году 1984 — когда он, собственно, вышел. Зрители, впервые слышавшие имя Фрэнка Герберта, недовольно бурчали на вычурные декорации и чрезмерно непонятный сюжет (прям как щас, кстати!). Фанаты Фрэнка Герберта, в свою очередь, недовольно бурчали, что их любимую книгу Дэвид, оказывается, сильно-сильно изгадил…

    А я вам вот что скажу, господа недовольные! Книгу я читал (да-да!) и заявляю: ЛУЧШЕЙ ЭКРАНИЗАЦИИ НЕ БЫЛО И НЕ БУДЕТ! Да, фильм, мягко говоря, отличается от книги, да, в конце фильма идет дождь ("О Боже! Как же ж так?» — хватаются за сердце любители книги). Но от этого фильм только выигрывает, ей Богу! Фильм масштабный, эпический, с визуальной точки зрения — богатый и прекрасный. Декорации и костюмы — выше всяких похвал! Спецэффекты? О, вот многие, кстати, недовольно бурчат на спецэффекты, но они вообще-то были на высоте для 1984 года!

    Известно, что Дэвид снимал этот фильм, находясь под жестким надзором у продюсеров, что ему очень не нравилось. Но, несмотря на это, фильм вышел на удивление выверенным, в нем нет ничего лишнего, а сюжет понятен для любого человека, кто умеет включать мозг во время просмотра! Кстати о «мозге»: БОЛЕЕ УМНОГО, ДУШЕВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО фантастического фильма я не видел!

    Актерская игра такая, какую в наше время трудновато встретить! Отдельное слово про Кайла МакЛахлена — сожри меня Шай-Хулуд, если кто-то похож на Пола Атридеса больше, чем Кайл!

    Ну и конечно то, без чего «Дюна» не была бы «Дюной» — незабываемая музыка Toto! Та-та-тадА… та-та-тадаАА… та-таа-тадААА! Столь же восхитительная, гениальная и запоминающаяся музыка ну разве только в «Звездных войнах» да в «Крестном отце»!

    Эх, жаль, что многие не видят и не понимают красоту этого фильма. Мало того, что это бессмертная классика, но еще и, не устану повторять, ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ В ИСТОРИИ!

    10+ из 10!

    8 августа 2008 | 00:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    В американском прокате попытаются превзойти друг друга экранизация молодежного бестселлера Вероники Рот «Дивергент», осуществленная Нилом Бёргером, и сиквел «Маппетов», поставленный Джеймсом Бобином. Из релизов, получивших менее широкую огласку, выделяется документальный фильм «„Дюна“ Ходоровского», повествующий о том, как чилийский классик пытался создать неподъемную экранизацию романа Фрэнка Герберта(...)
     
    все новости

    Интервью


    Первая «Обитель зла» финансировалась полностью за счет международных инвесторов, американские деньги туда не вкладывались. Этот фильм полностью снят в Европе. Мне кажется, что остальной мир более открыт к подобным картинам с женщинами в главных ролях, чем, возможно, Америка… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    16 мая в российском прокате стартует новая часть эпопеи «Звездный путь» — «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса. В честь этого события КиноПоиск вспоминает фильмы, сформировавшие стиль научной фантастики в кино. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    25 апреля культовый кинематографист Алан Смити отмечает 47-й день рождения. КиноПоиск вспоминает основные вехи его творчества и объясняет, как человек, которого не существует, стал одним из легендарнейших голливудских режиссеров. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    230.Мужики!..8.089
    231.Однажды двадцать лет спустя8.089
    232.Крупная рыбаBig Fish8.088
    233.Весна, лето, осень, зима... и снова веснаBom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom8.088
    234.АпокалипсисApocalypto8.087
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Мстители: Эра АльтронаThe Avengers: Age of Ultron93.02%
    27.КиберBlackhat92.99%
    28.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.76%
    29.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.64%
    30.ЭверестEverest92.59%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ИсчезнувшаяGone Girl130
    ЯростьFury12
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep3
    СеренаSerena2
    Город героевBig Hero 613
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.381
    Город героевBig Hero 68.417
    ЯростьFury7.678
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.581
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры