всё о любом фильме:

Жестяной барабан

Die Blechtrommel
год
страна
слоган«Academy Award Winner Best Foreign Language Film 1979»
режиссерФолькер Шлёндорф
сценарийГюнтер Грасс, Жан-Клод Карьер, Фолькер Шлёндорф, ...
продюсерФранц Зайц, Эберхард Юнкерсдорф, Ганс Прешер, ...
операторИгорь Лютер
композиторМорис Жарр
художникПетр Дудзиньский, Желько Сенечич, Никос Перакис, ...
монтажСюзанн Барон
жанр драма, военный, ... слова
зрители
Германия (ФРГ)  3.92 млн,    Франция  1.96 млн,    Испания  541.4 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время142 мин. / 02:22
Древний Данциг — Гданьск. Годы зарождения фашизма. Главный герой — мудрый мальчик, разочаровавшийся в мире взрослых и решивший больше не расти.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
15 + 4 = 19
7.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Признанный немецкий режиссёр Фолькер Шлёндорф мечтал поставить этот фильм по одноимённой философско-политической притче Гюнтера Грасса в течение двадцати лет, задумав его сразу же после выхода романа, этапного для германоязычной литературы. История фашизма, жизнь Германии между двумя войнами, судьба человеческой личности в эпоху тоталитарного режима увидены, как и в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна, с метафорической точки зрения (кстати, соавтор сценария и продюсер Франц Зайц потом самостоятельно отважился на экранизацию этого литературного шедевра ХХ века). А Грасс в своём произведении придумал поразительный образ трёхлетнего мальчика по имени Оскар, который в 1927 году (как раз в момент возникновения фашизма в Германии — одновременно это и год рождения самого писателя, тоже выходца из Данцига, где происходит действие), разочаровавшись в мире взрослых, объявил, что не будет больше не расти, собираясь навсегда остаться ребёнком. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Картина Фолькера Шлёндорфа отметилась, прежде всего, участием в основной программе Канского кинофестиваля 1979 г., разделив первое место со своим основным конкурентом — фильмом небезызвестного Фрэнсиса Форд Копполы «Апокалипсис сегодня». Соревнование Европы и Америки в тот раз закончилось с «равным счётом». Сама Франсуаза Саган, известная писательница после премьеры фильма на большом экране в тех же Каннах, одарила режиссёра картины не только своей одобрительной улыбкой, но и, собственно говоря, главным призом кинофестиваля-золотой пальмовой ветвью.

    История «Жестяного барабана» ведётся от лица главного героя Оскара, который начинает свой рассказ с самого начала своей непростой жизни. Мы становимся невольными очевидцами, начиная с момента его рождения и заканчивая тем периодом, когда он и его история уже уходят на второй план, будто, передавая эстафетную палочку следующему участнику. Оскар — ребёнок, которому довелось родиться в семье со странным и нетипичным поведением, одним словом, с совершенно иным образом жизни. Не зная точно, кто был его отцом: прихрамывающий военный офицер или же двоюродный брат его матери, Оскар жил в атмосфере материнской любви и ласки, но в то же время его недовольство можно было заметить хотя бы после того падения в погреб, в результате которого трёхлетний Оскар перестал расти, причём по собственному желанию, решив, что лучше ему было бы оставаться всю жизнь гномом. «Жестяной барабан» весьма многослойный фильм, и в нём очень много различных жизненных моментов, событий, которые происходят с главным персонажем данной картины. Сюжет также увязывается с периодом мировой истории, а именно началом становления режима фюрера и нападением гитлеровской Германии в 1939 г. на Польшу. И в этом плане очень интересно наблюдать за теми изменениями, которые происходили в жизни самих людей, вспомнить хотя бы тот эпизод, когда со стены снимают портрет Бетховена, а на его место вешают изображение Гитлера. Казалось бы минутное действие, но наряду с тем, многозначительное и не бессмысленное.

    Бить в барабан, когда тебе что-то не нравится и кричать, заставляя биться стеклянную поверхность — вот какими способностями обладал маленький Оскар. И если углубляться во всю эту странную историю, то можно сказать, что свои эмоции юный барабанщик, в основном, и выражал при помощи своего любимого музыкального инструмента, стараясь заменить существующий такт своим собственным, заданным.

    Было время, когда в США, в одном из штатов «Жестяной барабан» запрещали к показу, обвиняя его создателей в пропаганде детской порнографии. Что ж, не спорю, в фильме присутствуют моменты, к которым можно было предъявить подобные претензии, причём именно эти моменты, на мой взгляд, и вызывают в дальнейшем странные ощущения, сопровождающиеся изменениями в мимике своего лица, проще говоря, непроизвольно морщишься от того, что видишь на экране. После просмотра «Жестяного барабана» мысли начинают приходить не сразу, что не скажешь о тех эмоциях, которые ассоциируются, в основном, с тем, будто перед тобой было что-то противное и жутко неприятное. Может, эти слова и кажутся уж слишком притязательными, но более точно описать свои впечатления не получилось бы. Но данное описание отнюдь не говорит о том, что фильм плох и не интересен. Порой более необходимым становится «пробить» зрительское восприятие, используя при этом как раз таки негативные (а бывает даже и неприятные) факторы. А в дальнейшем получается, что именно такой подход и оказывается результативным и выигрышным.

    «Жестяной барабан» — фильм, о котором можно говорить много. Фильм, в котором также много можно найти тем, на которые приятно было бы поразмыслить на досуге, благо позволяет разнообразие. Но вот что самое интересное, так это то, что в этом фильме, на мой взгляд, трудно найти, собственно говоря, положительного героя. Наверно, для каждого из зрителей, он свой, ведь все мы смотрим неодинаково, в этом и заключается наша индивидуальность, только мы сами должны решать, кто в данном случае плохой, а кто хороший. А может, Вы его и вообще не найдёте? Что ж, всё может быть, всё может быть…

    21 марта 2011 | 21:42

    1979 год, Каннский кинофестиваль. В основной конкурсной программе определяются два фаворита — «Сибириада» Андрея Кончаловского и «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы. Жюри решает разделить награду между этими фильмами. Но руководство фестиваля против. Нельзя делить награду между фильмами, снятыми в СССР и США в разгар холодной войны, поэтому «Сибириаде» достается всего лишь «Гран при». А главный приз делят между собой «Апокалипсис сегодня» и антифашистский фильм Фолькера Шлендорффа «Жестяной барабан», снятый по одноименной книге Гюнтера Грасса.

    Место действия — свободный город Гданьск, находящийся на границе Германии и Польши. Главный герой фильма — мальчик Оскар, появившийся на свет в годы зарождения фашизма. В день когда ему исполняется три года, умный не по годам парень решает больше не расти, в знак протеста против того общества, которое его окружает. Он намеренно падает с лестницы, получает сотрясение мозга и, действительно, перестает расти. Вместе с этим Оскар приобретает возможность кричать с такой силой, что начинают лопаться стекла. Эта способность частенько помогает ему, особенно в тех случаях, когда у него пытаются отнять жестяной барабан, с которым парень никогда не расстается.

    По мере укрепления фашизма, немцы, живущие в Гданьске начинают притеснять поляков. И с началом Второй Мировой Войны полность захватывают власть в городе. На фоне этих событий режиссер показывает жизнь мальчика, который протестует против общества, в котором живет, при помощи своего барабана. Жестяной барабан мальчика — главная метафора фильма, символ протеста и сопротивления против фашизма. И когда в конце фильма советские солдаты освобождают город и убивают отца Оскара — ярого фашиста, парень решает, что барабан ему уже не нужен. Фашизм сломлен, теперь можно жить, как нормальный человек, теперь можно расти.

    На техническом уровне фильм снят отлично. Монтаж, операторская работа, звук — все на высоком уровне. И не скажешь, что фильм вышел в свет почти тридцать лет назад. Картина снята в некоем фантасмогоричном и абсурдном стиле — черный юмор переплетается с драмой. В похожем стиле снимает свои картины Терри Гиллиам. Хотя некоторые моменты в фильме не понравились. Несколько сцен снято излишне натуралистично, еще несколько слишком откровенно. Не знаю, как режиссер снимал эти сцены с участием двенадцатилетнего актера. Кстати Дэвид Беннет в роли Оскара играет просто отлично. Остальной же актерский состав, к сожалению, не показал ничего выдающегося.

    Ну что ж немного разочарован я остался фильмом, хотелось увидеть шедевр, а увидел просто отличное, интересное кино. Но и это не мало. И все же благодаря одной великолепной сцене я запомню эту картину надолго. Это сцена, когда немцы Гданьска встречают фашистов из Берлина. Собралось много народу и вот несколько фашистов выходят из машины и шагают к трибуне. Оркестр играет какой-то марш, а Оскар заползает под трибуну и начинает неистово бить по своему барабану, сбивая оркестр. И оркестр начинает вместо марша играть вальс, а люди вместо того чтобы приветствовать фашистов начинают танцевать. Гениальная сцена.

    Отличное кино.

    22 мая 2007 | 21:23

    Тяжким грузом фашистское прошлое легло на кинематограф Германии. Копание в менталитете и в истории, тщетные попытки разобраться в том, как наследники воинственных вестготов стали под оружие во имя низкорослого шизофреника с маниакальной страстью к смертоносной власти, — породили широкий пласт рефлектирующих фильмов, среди которых сатирическая драма «Жестяной барабан» занимает, безусловно, самое важное место.

    Фолькер Шлендорф не сокрушается, по крайней мере открыто, по исторической трагедии, ставшей клеймом для его народа, он даже не ищет истоки зарождения фашизма, потому что главным действующим лицом становится само время, его мелодия, его настроение. И на первый план выходит ирония как форма иносказания, усиливающая понимание людей, оказавшихся в коллизии эпохи. Парадоксы правят миром, и они же выливаются на экран. В странных, порой авантюрных событиях жизни одной немецкой семьи сквозь метафорический калейдоскоп разворачивается панорама Германии периода двух мировых войн.

    «Пан-теория» «пан-господства», обуявшая величавых бюргеров начала века, повлекла за собой поражение с приземлением на грешную территорию Западной Пруссии, которую бравые победители спешно обложили штрафами, запретили защищать постоянной армией, делать танков больше, чем сказано, иметь открытый участок границы и этим не только не предотвратили разжигание новой бойни, но создали для нее все условия. Немцы недолго посыпали голову пеплом, пытаясь вымолить прощение у Европы и Америки за свою «оплошность» с Первой мировой, уже скоро ущемленная гордость стала требовать права быть свободным народом. И если есть желание, то и вождя легко найти. А вот и он — ветеран Первой и будущий предводитель Второй! В общем, ясно, что люди, попав в водоворот истории, не могли понять стоят они или движутся, важно другое: не только по вине Германии мир наступил второй раз на те же грабли, но и другие страны сделали не меньше для начала безумного кровопролития.

    Поэтому и трехлетний Оскар из города Данциг, который сам спрыгнул в погреб, все же является жертвой, ведь причиной тому был страх мира взрослых, страх стать большим. После падения он перестал расти. Так и жил вечный коротышка, пока годы его шли, а тело оставалось прежним. Конечно, в этом парадоксальном несоответствии легко увидеть комическую странность всей тогдашней реальности, того, как люди слепо шли за самопровозглашенным вождем. Но Оскар оказывается не столько символом, сколько перенесенным на экран зрителем, который остался собой, но влез в шкуру ребенка. По сути, даже падение не спасло Оскара от взросления, и на его долю приходятся любовные драмы, боль непонимания и тяжесть смерти близкого.

    Строго придерживаясь сатирического маршрута, режиссер облекает трагизм в комедию, и через противоположность обнажает невыносимый ужас быта страны — оккупанта. Не случайно, что герой обладает талантом кричать так, что трескаются все стекла вокруг. В пародийном штрихе автор показывает истинное желание немецкого народа вопить от той катастрофы, которая творится на его глазах и к которой он причастен.

    «Тоталитарное общество — общество парадоксов» (С. И. Фрейлих). Именно этот тезис доказывает Шлендорф, создавая на экране правдивое историческое полотно, выполненное в стилистике реалистичной буффонады и документального гротеска. Ни одного кадра хроники, практически полное отсутствие картин боев — но непревзойденная достоверность достигается жизненностью описания времени сквозь чувства человека. И ведь, в конечном счете, мир только и существует в сознании, периодически подтверждая себя то стуком жестяного барабан, то грохотом разрывающихся снарядов.

    9 ноября 2010 | 20:22

    Слишком умный фильм, чтобы смотреть его 1 раз. Лично я смотрела его 3 раза в течение двух недель. Потому что пришлось. Если бы это не было обязательным, я бы еще долго не решилась это сделать. А дело вот в чем. Фильм очень историчен, очень правдив, очень ярок и очень шокирующ. Все это очень. Для человека с ранимой психикой такой фильм (опять же) очень сложен.

    Не зная истории Германии хотя бы со стороны самой Германии, а не ее связи с Россией, лучше не смотреть. Потому что многое останется непонятным. А смотреть и ничего не понимать — не про этот фильм… Здесь всё имеет смысл!

    Смотрела на языке оригинала. Если честно, это сложно. Голос ребенка воспринимается как что-то страшное.. ведь этот ребенок на самом деле обладает разумом взрослого.

    Сцена в церкви (где мальчик вешает маленькому Иисусу барабан на шею и вставляет в руки палочки) — гениальна! Особенно гениальна фраза самого Оскара «Играй! Ну же, Играй! Ты не хочешь или не можешь?!!» Здесь становится понятно, что мальчик-то не так прост! Он считает себя сильнее самого Бога, ведь он-то может стучать в свой жестяной барабан! Только насколько эта его мощь положительна, ведь он сам признался, что подвел к смерти всю свою родню.

    Вот такой вот «простенький» фильм-экранизация! Все же не зря Грасс получил свою нобелевскую премию, далеко не зря!

    От меня огромнейшая благодарность Режиссеру (да-да, с большой буквы) Фолькеру Шлёндорфу за этот шедевр! Каждая фраза, каждый кадр имеют значение. Фильм смотрится на одном дыхании, особенно когда понимаешь о КАКОЙ Германии идет речь.

    9 ноября 2009 | 22:49

    Очень непривычно, даже странно начинать отзыв о фильме с его центрального персонажа. Но 12-летний Давид Беннент в роли Оскара просто не выходит из головы, от его героя я испытываю противоречивые чувства… Дело в том, что мальчик получился несколько даже пугающим, нежели милым и приятным, какими обычно бывают детишки в кино (ужасы не в счет). Маленький актер с недетским не только выражением, но и даже самими чертами лица, убедительно на редкость вживается в роль карлика, и когда ему исполняется 15, 16… и так далее, это не вызывает ни секунды сомнений. Ребенок в нескольких эпизодах фильма кажется каким-то маленьким «монстриком», откуда следует вопрос: либо исключительный мальчик на самом деле — так решителен и бесстрашен, либо же просто дело в иллюзии — в несоответствии внешнего вида его истинной зрелости…

    Итак, «вольный город» Гданьск, что на границе Германии и Польши, с его жителями, метавшимися между двух культур и народов, немцами и поляками, проживавшими рядом друг с другом вполне мирно до определенного времени. В одной из таких «не определившихся» и весьма необычных семей на свет появляется мальчик, который этого как бы совсем и не желает, о чем весьма откровенно заявляет нам, еще будучи в животе матери. От одного этого, надо сказать, становится уже любопытно, как будет развиваться кино с таким началом. Ну а Оскар, подкупленный маминым обещанием подарить жестяной барабан, все-таки появляется на этот свет. А в свои трехлетние именины неожиданно решает перестать расти (благо, что родители успели порядком достать с постоянными замерениями у косяка). Как, например, бывают люди, объявляющие голодовку или же перестающие разговаривать. В общем, бунт против несправедливых, злодеев и глупцов нередко сопровождается истязаниями собственного же тела, чтобы им, ненормальным, что-то доказать таким вот радикальным способом. И такой протест парня, как отражает основная идея фильма, присущ взрослым — отчаявшимся или сильно разочаровавашимся людям. А в фильме же это реализуется несколько абсурдно, не без элемента фантазии: не хочу расти — раз, и не расту. А все эти взрослые пусть творят себе, что хотят.

    В визуальном отношении фильм просто изобилует неприятными глазу моментами: от знаменитого эпизода с ловлей угрей, который наверняка «впечатлил» всех посмотревших — до весьма любопытной, но довольно отталкивающей на органическом уровне эротической игры созревающего «мини-Оскара» с девицей-прелестницей, которая весьма «себе на уме». И что удивительно, несмотря на эти, казалось бы действительно специфические сцены, фильму удается даже очень сильно понравиться. Наверное, дело в том, что оригинальна и интересна сама идея-первоисточник о необычном ребенке, который таким вот своеобразным образом реагировал на противные его душе течения жизни, а еще — в том, что сам фильм развивается интересно и динамично, совершенно не утомляя зрителя, при этом неся в себе далеко не легкие идеи.

    В то же время, немало и моментов совершенно замечательных, таких как, например, нарушение Оскаром хода чинной фашистской церемонии с помощью его неотделимого барабана. Или же простое детское (по манере и словам) повествование мальчика, с совсем не детским осознанием просиходящего — о том как «жил-был Маркус, он продавал игрушки» или как «люди верили в Деда Мороза, а он оказался газовщиком», с последующим эпизодом, иллюстрирующим события совершенно реальной «Хрустальной ночи». Великолепна и одна из финальных сцен — когда Оскар, решительно ставит точку в своем затянувшимся детстве — не детстве, в отношениях со своими «неправильными» родителями, закладывая в руку своему официальному отцу-нацисту предательский значок.

    Фильм — одна из лучших антифашистских историй в кино.

    10 июня 2011 | 11:17

    Жил-был барабанщик по имени Оскар.
    Его бедная матушка умерла оттого, что ела слишком много рыбы.
    Жили-были глупые люди, которые верили в Деда Мороза.
    А Дед Мороз на самом деле оказался газовщиком…


    Жестяной барабан (я люблю этот фильм)

    Когда маленький Оскар появился на свет, то он хотел залезть обратно в утробу своей матери, но она обещала подарить ему жестяной барабан. Да и повитуха уже перерезала пуповину, и у Оскара просто не было выбора. Когда ему исполнилось три года, то его мать сдержала свое слово и купила жестяной барабан, а Оскар, в свою очередь, наблюдая за взрослыми, решил остаться ребенком навсегда. Он упал с лестницы, и случилось чудо…

    Вы знаете, есть в кинематографе такие фильмы, про которые все говорят очень хорошо. Эти фильмы имеют разные престижные награды, и они давно прошли проверку временем, став классикой кинематографа, но когда ты начинаешь смотреть эти фильмы, то понимаешь, что больше ты их пересматривать не будешь, даже если тебе фильмы понравились. С «Жестяным барабаном» гениального немецкого режиссера Фолькера Шлендорфа совершенно другая история.

    Этот фильм многие любят, и он имеет престижные награды (даже очень — Пальмовая ветвь и Оскар за лучший фильм). Я смотрел этот фильм четыре раза и могу вам сказать, что я еще буду смотреть этот фильм. Каждый раз я просто погружался в фильм с головой и не хотел, чтобы он заканчивался. Хотя я не очень сильно люблю фильмы, в которых речь идет о фашизме. Но ведь вся история этого фильма будет нам рассказана маленьким мальчиком, который перестал расти, поэтому фильм очень интересно именно смотреть.

    Хотя этот фильм может легко вас шокировать. В фильме есть очень неприятные сцены (особенно с головой коровы, в которой находятся морские угри). Шлендорф взял на главную роль двенадцатилетнего актера Давида Беннента, который сыграл в этом фильме свою лучшую роль. В фильме будут присутствовать пикантные сцены и даже становится как-то неловко за режиссера, но он всего лишь старался передать атмосферу одноименного романа Гюнтера Грасса, и получилась это у него на сто процентов.

    В итоге мы имеем фильм-притчу, и даже можно сказать сказку для взрослых. В этом мире действительно не осталось места для детей. В фильме много разных политических намеком и протестов. Самый главный протест — это жестяной барабан, в который постоянно стучит маленький Оскар. Фашизм превратил больших людей в маленьких карликов. Фашизм раздавил многих. Все это очень грустно. Перед нами великий фильм, который нужно обязательно иметь в коллекции. Нам очень повезло с профессиональным переводом данного фильма, поэтому не проходите мимо этого шедевра.

    Спасибо.

    P.S.

    Лучшая сцена в фильме — я хочу вырасти…

    10 из 10

    15 декабря 2010 | 14:47

    Этот фильм на важнейшую для немецкого кинематографа второй половины XX века тему: причины зарождения фашизма, судьба германского народа. Любопытно, что зритель видит предвоенное время глазами мальчика, который, потрясённый увиденным, не пожелал расти. Вот так история!

    Гданьск, где происходит действие, был чем-то вроде большой таможни для трёх народов: поляков, немцев и кашубов. Эта разделённость постоянно присутствует в фильме, отражаясь и в судьбе матери маленького Оскара. Место, где издавна проживает много народов с различными культурами и давними обидами друг на друга, очень удобно для возникновения экстремистских течений. Нацизм здесь вызревает постепенно: сначала первых фашистов забрасывают камнями, но позже никого уже не удивляет расправа над магазинчиком игрушек еврея Маркоса.

    Почему Оскар не захотел расти? Критика фильма обычно говорит о социальных причинах, и мы можем в этом убедиться, поглядев на быт довоенного Гданьска, где царит самоубийственная радость и праздное веселье. Однако — и фильм отчётливо заостряет наше внимание на этом — нельзя недооценивать фактор восприятия Оскаром сексуальных отношений его матери и дяди Яна. Последней каплей перед решением не расти для Оскара становится очередная порция их заигрываний. Травмы маленького человека остаются с ним на всю жизнь.

    Из того, что не понравилось, можно выделить сцену расстрела советскими солдатами отца Оскара. Я понимаю, что наши ребята не были ангелами, и после всех гитлеровских зверств, в них кипела ярость. Но на критику советского солдата должно быть наложено табу. Почему? А дело в том, что у глупого человека, коим иногда является иной зритель картины, может сработать синдром обобщения, и он механически перенесёт исключительное событие на всю совокупность деяний Красной Армии. Иными словами, придёт к выводу, что русские — это узкоглазые насильники и убийцы, варвары. А отсюда уже следует отрицание роли СССР в войне и реабилитация нацизма. Немцу нелегко выкинуть часть своей истории, и он, конечно, ухватиться за эту соломинку «возвращения к империи». Именно такие дураки-зрители и составляли избирателей правого канцлера Коля, например. Удивительно, если русский придёт к таким же выводам. Но это уже другая история.

    Фильм интересный, но довольно сложный для восприятия. По поводу нацизма есть и более интересные художественные высказывания.

    17 марта 2010 | 16:12

    Этот фильм можно посмотреть один раз, но запомнишь надолго, если не на всю жизнь. Он поражает, сбивает с ног. Пожалуй, одна из лучших экранизаций из всех романов.

    14 сентября 2006 | 17:03

    1. Грасса, к сожалению, не читал.

    2. Фильм понравился и впечатлил отдельными и даже многими аспектами, моментами, но в целом все-таки не склеился в единое сильное впечатление.

    3. Разумеется, в такого рода фильмах для целостного восприятия необходимо найти ключ к «раскодированию» иносказательной составляющей — то есть, в данном случае — найти адекватное понимание, что именно должен символизировать мальчик с его барабаном. А на этот счет, судя по рецензиям, которые я прочитал единого мнения у рецензентов не сложилось.

    3а. Думаю, все-таки суть здесь в том, что мальчик должен символизировать немецкий народ (или любой другой в подобных исторических обстоятельствах — русский, украинский итд). Он одновременно достоин жалости и ненависти. Он и сам виноват в том, каков есть: ведь сам принимает осознанное решение «не расти», оставаться избалованным и деспотичным ребенком, но в то же время трудно его в этом обвинять: ведь какой осознанности можно ожидать от трехлетнего ребенка (от обычного среднего народа). Показательно, что роковой выбор он как бы делает даже из совершенно «высоких» побуждений — чтобы избежать испорченности мира взрослых (так религиозные или националистические фанатики отказываються от современной просвещенности, дабы не загрязнить себя неминуемо связанным с ней размыванием границ между «хорошо» и «плохо», вообще «падением нравов»). Но запрет на рост неминуемо приводит к куда более плачевным последствиям.

    Итак, мальчик отказывается расти. Мальчик остается маленьким страшным деспотом, который наблюдает судьбы людей и страны, какбы невольно приводит к трагедии близких ему людей, людей, которые его любят и жалеют. Он даже осознает свою вину в этих личных катастрофах, но осознание это какое-то туманное, временное, безэмоциональное, отстраненное, олигофреническое. Таков и народ, который в силу сложившихся трудных исторических обстоятельств вдруг решает не расти, вдруг решает взять в руки барабан (т. е. прямолинейную идею типа «барабан / Германия / нация / Магомет / Иегова / власть народу / Русский мир /Бандера / Майдан / Крымнаш превыше всего») и ничего, кроме этого барабана не знать и не видеть. И пусть рушатся судьбы отдельных людей и целых народов, да и его самого — он видит только барабан и терроризирует этим барабаном всех вокруг. И рано или поздно все вокруг поддаются его террору: кто из чувства собственной вины перед ним, кто из чисто человеческой благородной доброты, а кто — просто, чтобы не связываться. Все ему потворствуют и сотворяют из него чудовище.

    Важен посыл, что нельзя винить этого мальчика в его выборе, в том, каков он есть. Чего можно хотеть от мальчика? Какого осознанного выбора? Его жаль. Он раздражает, он бесит, но у каждого адекватного человека он неминуемо вызывает жалость. Да ведь и барабан то ему пообещали взрослые! (предводители, демагоги, политики итд).

    И только через падение в гроб, через потерю всех самых близких ему людей он вдруг понимает, что пришло время расти. После всех катастроф и трагедий, которые происходили на его глазах, он созревает до осознания, что все-таки пора вырасти. Но реализуется ли это решение, мы не знаем. Хотя первый шаг сделано — «барабан похоронен». Это как денацификация Германии, декомунизация России (которая так по-существу и не состоялась) итд.

    Еще раз повторюсь. Самое важное в этом образе, мне кажется, — это именно эта двойственность: когда мальчик (народ) одновременно и виноват в страшных трагедиях, и вызивает искреннее сочуствие. Ведь он ребенок, он виноватый невинный ребенок. Его невозможно не любить. Так и народ, особенно родной народ. Ты можешь его ненавидеть за то что именно он привел к власти Гитлера, Сталина, Путина, за то что он тупо майданит каждые 10 лет. Но в то же время ты не можешь его не любить, как не можешь не любить то доброе и невинное, что есть даже в деспотичном ребенке. Можешь разве подобно Яну Гусу повторить «sancta simplicitas», наблюдая, за сжигающим тебя фанатиком.

    Кстати, эти сцены с сексуальной озабоченностью маленького Оскара очень хорошо изображают эту двойственность. Ты одновременно и умиляешься невинностью этой любовной страсти, она прекрасна и чиста, как и всякая детская любовь. Но в то же время ужасаешься (подобно юной героине фильма) животностью, которая в это все вдруг вмешивается, ты понимаешь, что здесь не только чистая детская любовь, но и омерзительная эгоистическая животная страсть.

    4. Много отдельных достоинств. Визуальный ряд. Сцена с угрями — великолепна. Мальчик — безупречен, демонически прекрасен (такой себе Омен). Сцены избалованности сыграны удивительно натурально.

    Наверно, в некотором смысле повлиял стилистически на Амели. Хотя фильмы совершенно разные и с совершенно разной претензией. Может, и глупое сравнение. Просто подумалось.

    Словом, идея хорошая, отдельными аспектами — прекрасно. Но в целом для меня не склеилось — чисто эмоционально не склеилось. Как-то вся эта метафора не раскрывается во всей своей полноте. Может, и вообще неправильно все интерпретирую

    Да, и еще момент, не очень оптимистичный. Старшее поколение всегда попытается передать младшему этот самый барабан. И даже, если очищение произойдет, даже похоронив барабан в одном поколении, мы никогда не застрахованы от его воскрешения в поколении новом — так Оскар подарил барабан своему предполагаемому сыну на его трехлетие. Страшная история всегда может повториться — достаточно просто снова запретить себе расти и фанатически влюбиться в барабанную дробь.

    6 из 10

    5 февраля 2016 | 19:43

    В 1997 году против «Жестяного барабана» в Оклахоме объявили процесс, стремящийся показать антинравственность этого фильма. Мол, как это так положить в постель шестнадцатилетнюю девочку и одиннадцатилетнего мальчика — и ни по чем, что по сюжету ему тоже шестнадцать. Историки после просмотра сражу подняли вопрос о лилипутах в фашистской армии, о которых до этого не было и слова. А медики и физиологи признали фильм чушью, так как человек не может загадать и больше не расти.

    Однако, самое главное, что это все неважно! На слиянии скептики, сарказма Шлендорфф делает отличный фильм. Мальчик очень верно выбирает выбирает время, когда ему расти и когда ему не расти… Понаблюдайте за этим.

    А после фразы «Я должен расти, я хочу расти», вторящей главному мотиву послевоенной литературы Германии, хочется аплодировать!

    12 июня 2008 | 00:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>