всё о любом фильме:

5 сантиметров в секунду

Byôsoku 5 senchimêtoru
год
страна
слоган«Цепь историй об их отдаленности»
режиссерМакото Синкай
сценарийМакото Синкай, Стив Фостер, Алекс Фон Дэвид
продюсерМакото Синкай, Джин Хо Чунг, Джои Гобео, ...
операторМакото Синкай
композиторТэммон
художникМакото Синкай
монтажМакото Синкай
жанр аниме, мультфильм, драма, мелодрама, ... слова
бюджет
¥25 000 000
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время63 мин. / 01:03
Фильм, охватывающий более десяти лет жизни главного героя Такаки Тоно. Состоит из трёх историй, которые берут начало своего повествования в Японии в середине 1990-х годов.
Рейтинг мультфильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на мультфильм
    Знаете ли вы, что...
    • В японском языке все имена поневоле являются говорящими — иероглифы, которыми они записываются, непременно что-то означают. Возможно это совпадение, но фамилия Тоно записывается иероглифами «далекий» и «поле», которые перекликаются с мотивом отдаленности и бесконечными снежными полями. Имя Акари записывается знаками «светлый» и «ри», однако в японском языке есть и слово «акари», означающее «сияние, свет». Имя Канаэ записывается сочетанием иероглифов, которое можно перевести как, «цветок, только-только начинающий распускаться», кроме того, оно созвучно глаголу «канау» — «исполняться» (о желаниях).
    • Название первой части фильма («Отрывок о цветущей сакуре») совпадает с названием вышедшей в 1970 году книги японского садовода в шестнадцатом поколении Тоуэмона Сано.
    • В фильме Акари и Тоно встречают котёнка по имени Тёби, героя раннего фильма Синкая «Она и её кот». Также в их разговоре упоминается Мими — подружка Тёби. Тёби так же появляется в фильме Синкая «За облаками».
    • Очень много пейзажных и бытовых сцен в фильме создавались на основе фотографий реальных мест в Японии.
    • Выбор песни «One more time, one more chance» в исполнении Масаёси Ямадзаки в качестве заглавной композиции фильма режиссёр объясняет тем, что она знакома всем японцам, а дополнительные ассоциации помогут передать недосказанное словами и создать цельное впечатление от фильма.
    • Изначально Макото Синкай задумывал снять около десятка пятиминутных историй не связанных общим сюжетом.
    • В первой части фильма Акари и Тоно не пользуются мобильными телефонами, а пишут друг другу письма, потому что в середине 1990-x мобильных телефонов в Японии практически не было, и их стоимость была высока.
    • Каждое своё письмо Акари начинает с описания погоды — такова японская традиция написания писем.
    • Японская школа охватывает три ступени: начальная школа (1-6 классы), средняя школа (7-9 классы) и старшая школа (10-12 классы). Нумерация классов при этом не сквозная, вот почему Тоно и его товарищей называют на стадионе «первоклашками» — они учатся в первом классе средней школы.
    • В одном из кадров, в виде магнитика присутствует «котобус», персонаж из аниме Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо».
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 439 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Правда красиво? Я думаю, что красиво и не просто так с этих слов начался этот прекрасный и глубокий мультфильм… Посмотрев первые несколько кадров «Пяти сантиметров в секунду» я понял, что обязательно должен досмотреть его до конца, во мне присутствовало ощущение необходимости в этом просмотре, как будто от него зависело что-то важное…

    С каждым новым кадром я удивлялся и поражался красоте анимации и режиссерской задумке показа деталей, из которых и складывался этот шедевр. Акцент на мелочи и невообразимые пейзажи, многообразие красок, исчерпывающие монологи и диалоги, все это создавало ощущение мира не рисованного, а реального, эффект «присутствия» не покидал меня до конца этой истории, поделенной на три части с говорящими сами за себя названиями: «Сакура», «Космонавт» и «Пять сантиметров в секунду». Сюжет развивается так спокойно и неторопливо, как если бы эстет получал истинное удовольствие от чего-то очень приятного, смакуя и растягивая его при этом, также и я смотрел, смакуя каждый новый появляющийся кадр.

    Отдельное внимание заслуживает анимация, она прекрасна! Даже ради нее можно посмотреть эту картину. Например, момент, когда взлетает космический корабль и в след за ним появляется шлейф белого объемного дыма, на который падает нежный поток солнечных лучей с одной стороны и отображается тень, длиной во весь этот шлейф до границ поля зрения, с другой стороны и который постепенно растворяется, но пока он не растворился, делит весь нарисованный мир на две части, это потрясающе! У меня даже пропало желание смотреть на реальный взлет космического корабля после увиденного.

    Я считаю, что не нужно описывать сюжет, скажу только, что это история о настоящей любви в разное время года, в разных местах, но для которой все эти факторы не важны… Эта история и про то, что порой можно понять что-то очень важное только тогда, когда это потеряешь; про то, что нужно верить и эта вера может спасти тебя; про то, что…, это я думаю нужно увидеть и понять самому! Ведь каждый видит ПО-СВОЕМУ и чувствует СВОИМ сердцем!

    Неоценимое творение Макото Синкая!

    30 января 2009 | 18:15

    Анимационная мелодрама

    Мальчик и девочка влюбляются друг в друга в младшей школе, но судьба распоряжается так, что они разъезжаются по разным городам. Однако детское чувство никак не может покинуть их. 

    Самая известная картина Макото Синкая напрямую перекликается с его предыдущими значительно менее удачными фильмами, и здесь, наконец, постановщику-мультипликатору удаётся более или менее точно выразить то, что он хочет сказать своим творчеством. «5 сантиметров в секунду» получился несколько сумбурным и местами нудноватым, но в отличие от картины «За облаками» и короткометражного фильма «Голос далёкой звезды», который, в некотором роде, является прообразом данной картины, стреляет.

    Уже по первым минутам фильма мне стало понятно, что не стоит уделять внимание сюжету, а есть смысл именно проникать в картинку, и, как оказалось, я был прав. Режиссёр общается со зрителем через эмоции, а не через слова, которые всего лишь дополняют лирические кадры, кстати сказать, очень красиво нарисованные. И суть даже не столько в любовной линии, а именно в детских воспоминаниях и мечтах, когда вся жизнь впереди, и весь мир открыл перед человеком, не случайно столько времени уделено именно небу, на которое смотрят герои фильма.

    7 из 10

    1 августа 2010 | 04:24

    Как быстро летят часы, дни, годы. Даже годы разлуки, казавшейся непреодолимой и страшной, как в свое время наказания родителей. Словно невесомый лепесток сакуры, нежно парящий в прозрачности воздуха, так легко сдуваемый ветром. Его не остановят ни мирская суета, ни шум машин Токио, ни ракеты в космосе. Лишь неземное спокойствие и кружащиеся в последнем танце лепестки. У них ведь осталось так мало времени — всего несколько секунд, и они уже никогда не взлетят.

    А что же главные герои? Всего лишь глупые дети, которые думали, что ни время, ни расстояние не способны уничтожить любовь. Они были мудрее многих взрослых, чьи души зачерствели, ибо они видели сердцем правду — розовые лепестки ли, или кристальные снежинки, но все платят большую цену за краткий миг полета. Они знают, что такое истинные чувства и как дорого они стоят.

    Знают, что душа человека стремится ввысь, в небо, чтобы испытать то, что подвластно даже крохотным лепесткам. Радость стихии воздуха. Люди взрослеют и придают материальный смысл мечтам. Тот, кто хотел летать, запускает ракеты и строит самолеты. А дети видят сердцем, что достаточно лишь полюбить…

    Может ли расстояние помешать, если души выбрали друг друга? Или именно расстояние помогло Акири и Такаки понять, что их жизни связаны? А может это был просто подростковый каприз — выбрать любовь, которая должна пережить столько препятствий? Как тени переплетаются на снегу, так и их судьба была всегда помнить и ждать, когда время придет. Пока любовь не созреет. Ветер не сдувал их мечты, как бумажный самолетик, он не настолько жесток. Все что им было нужно — это время. Время, чтобы проверить чувства. Время, чтобы купить восторг полета. И полететь наконец вместе.

    Так случается чудо — маленький мальчик вдруг перестает задумываться лишь о своих переживаниях и грусти, но осознает ответственность перед связанной с ним душой. Он так долго блуждал во мраке, пока перед ним не засияла звезда, манящий свет. И перед этим светом, ослепившим его, все бессильно, даже красота только распустившихся цветов. И сакуру он заметит, лишь когда лепестки запутаются у нее в волосах или мягко спустятся на ее ладонь. И обыкновенный рис, принятый из ее рук, вкуснее всего, что он когда-либо пробовал за свои недолгие 13 лет. Проходят годы, но ни горделивые небоскребы, ни опаздывающие поезда, ни километры пути уже не имеют значения, как только он понял власть этого света. Не зря повествование ведется больше от лица Такаки. Это история о том, как открылся истинный смысл его любви.

    Когда же наконец дороги пересекутся? Лишь когда они перерастут все страхи и ограничения. Когда поймут, насколько незначительны препятствия, отделяющие их. Может быть поэтому мы не видим родителей Акири и Такаки, чьи переезды послужили первой причиной их расставания. Это был не злой рок, а всего лишь испытание. Выдержат ли они разлуку, достойны ли они крыльев. Что ожидает их в мире, который мешает им лететь навстречу друг другу, сквозь холод и ветер?

    Одиночество души рождает крик о помощи. Так кричат птицы, перелетающие из одного города в другой. Но у них есть крылья, для них расстояние не преграда. А когда же крылья появятся у людей? Не жалкая попытка — самолеты и прочая техника. Когда души смогут быть вместе, даже находясь так далеко друг от друга? А ведь они уже смогли, они добились своего. Закрыли глаза на окружающих, отстранились от них, заглянув к себе в душу, и увидели таким образом свою половинку. Поэтому они никогда не забудут и не откажутся от мечты. Счастье влюбленных неподвластно миру вокруг — они одинаково встречают суровую метель и весенний «снегопад» облетающей сакуры, поглощенные друг другом.

    Атмосферу легкого касания чувств о прохладную кожу создает чудесная музыка, окутывающая умиротворением и надеждой. Она напоминает стрекотание крыльев, шорох листвы, трели птиц. То, что связывает сердца. А порой и шум колес, стук чемодана о платформу, дальнюю дорогу, суровые метели — все, что разделяет их. Чистыми звуками, рожденными судьбой героев, рисуется такая же картина, как и красками. Вместе им легче передать то, что наверно на первый взгляд сложно понять неискушенному в любви человеку — как можно быть так далеко друг от друга, находясь в не такой уж большой стране, как Япония?

    История Акири и Такаки не прикована к географии, они были разделены километрами лишь по одной, истинной, причине. Чтобы вырастить любовь, нужно преодолеть разлуку. Чтобы она была крепкой, нужно постоянно идти друг другу навстречу. И ветви железных дорог тут совсем не при чем. Это путешествие не тел, а душ.

    Мальчик едет в поезде — как тяжело горячей юности смотреть на холодную зиму за окном, которая тянет равнодушное к людям и безликое время. Он ждет, и свежий морозный запах напоминает ему, что он скоро потеряет еще одну весну. Весну, которую проведет без нее. Но ведь снег так похож на сакуру. Он подождет, сколько нужно, время не важно. Важно то, что свет, его Акири, никогда не покинет его. И как розовые лепестки, которые так красиво опадают, они будут приближаться друг к другу. Со скоростью пять сантиметров в секунду.

    «Много или мало? Мы все равно будем вместе…»

    2 января 2010 | 06:39

    Я посмотрела это аниме первый раз лет в пятнадцать. Я была первый раз серьёзно влюблена, и проплакала над аниме почти с самого начала, а в конце подумала, что это аниме про то, как один человек любил другого человека всю жизнь, и совершенно не понимала, почему тут нет хэппи-энда.

    Я пересматриваю это аниме год за годом, каждую зиму. В прошлом году оно оставило во мне какую-то пустоту и не открылось совершенно никак.

    В этом году, посмотрев его, я, наконец, кажется, осознала до конца смысл поднятого в конце шлагбаума, если можно так сказать.

    Это история не о том, как честный, романтичный Такаки половину своей жизни возвышенно любил девушку, которые встретил в свои десять лет. Эта история о том, как романтичный Такаки большую часть своей жизни себя мучил, не отпуская то, что по определению должно быть отпущено. Оно либо потом вернётся — таких историй много, когда люди встречали свою первую любовь спустя десятилетия и жили счастливо до конца дней; либо не вернётся, и тогда затянувшиеся раны и выплаканные слёзы станут самым большим и важным опытом, какой человек только может получить в своей жизни.

    То, что делал Такаки, было похоже на иглу, с которой человек продолжает ходить после того, как прививка сделана. Очевидно, что это причиняет боль — а первое чувство, которое насильно не отпускается, причиняет боли намного больше, чем иголка в руке. Это разрушает жизнь, потому что максимально сужает кругозор, и вот он сидит в поле, строчит сообщения, которые некому отправить, потому что она там, на другом конце страны, всё это уже пережила — она же ведь ему тоже не пишет. Он не обращает внимания на девушку, которая влюблена в него с такой же силой, с какой он влюблён в Акари. Потом, позже, уже взрослый, он так же держит на расстоянии другую женщину, которая любит его. Он застрял в той зиме, когда взаимные чувства были самой настоящей реальностью, и продолжает хвататься за воспоминания, уничтожая у себя внутри всё хорошее, потому что никто, ни один человек, не способен не любить здесь и сейчас и не быть любимым в ответ.

    И однажды, устав от вечной зимы, он, наконец, отпустил своё прошлое. Сменил работу, что-то ещё, и после вечной зимы пришла, наконец, весна — время когда опадает эта злосчастная сакура со своей постоянной скоростью. Он отпустил то, что должно было быть отпущено, и это сразу же возымело своё воздействие, на том самом месте, где всё началось. Есть осыпающаяся сакура, есть железная дорога, стук каблуков, Акари и поезда, однажды разлучившие их и обрекшие его на страдания.

    И после того, как проходят сразу два поезда, шлагбаум поднимается — теперь дорога для Такаки открыта во все стороны. И в данный конкретный момент Такаки выбрал двигаться вперёд, и теперь никто не может его осудить, потому будущее никому не известно, а движение в будущее — само по себе большой подвиг.

    На самом деле, это открытая концовка, как волчок в фильме Нолана. На самом деле, это только начало.

    На самом деле, это самая что ни на есть тривиальная история о первой любви как она есть. О самых обыкновенных мальчике и девочке и самых обыкновенных чувствах, которые у каждого из них получили самые обыкновенные развития.

    Ну а кроме всего прочего, это отличное пособие о том, как отпустить своё прошлое в картинках.

    Это, одно из немногих произведений, которому я могу применить оборот «заставляет задуматься» с каменной увереностью в своих словах, и тот факт, что сделала это не научная группа профессоров, озабоченных этой проблемой, а один человек, вовзводит «5 сантиметров в секунду» для меня в ранг настоящего произведения искусства.

    31 декабря 2011 | 15:00

    Да, уж, столь гиперболизированную, безвкусную сентиментальность я вижу впервые. «Художественная проза в плавающих размытых анимэшных картинках» — это приходит на ум при просмотре первых 5 минут, которые ещё хоть как-то занимают. Потом начинаешь ждать чего-то интересного или необычного, или красивого. Проходит первая история, тешишь себя надеждой, что это лишь затравка к какому-то повествованию (всё же она его дождалась, как мило), но по ходу второй понимаешь, что ничего здесь не увидишь, начинаешь мучительно ждать конца, сонно вглядываясь в приевшиеся размытые картинки. Нельзя не отметить, красота прозаичного слога здесь, несомненно, присутствует, но служит он лишь словесному описанию картин природы. Никакой слог не вытянет прямой, как палка сюжет, не рассказывающий вообще не о чём, уступающий даже самым гнусным мыльным сериалам. Художественные приёмы переложения сего «действа» на экран также не впечатляют. Кроме высвеченной размытости и вечной сакуры, здесь можно увидеть разве что, как целуются два манекена. Возможно, эта история имела бы ценность, если бы она была про живых людей, если можно было бы смотреть на какую-то актёрскую игру, а не на анимацию весьма спорного качества.

    Как это может понравится даже самым рьяным любителям анимэ, когда есть «Ходячий замок» и «Унесенные призраками», я не понимаю. Такие истории надо оставлять на бумажных страницах для любителей второсортных романов

    Ставлю 3, за то, что многим нравится, наверное.

    3 из 10

    25 августа 2010 | 07:36

    Лично для меня мультфильм стал путешествием по воспоминаниям. Детская дружба, привязанности, мечты, безграничное доверие. Миллион вопросов, ответы на которые нужно искать самому. Первые теплые чувства, успехи и неудачи, первый серьезный выбор… Мне кажется, что после просмотра у любого человека вдруг промелькнет какое-то свое воспоминание, что-то давным-давно забытое, что оставит по себе легкую улыбку и светлую грусть.

    Смотрится очень легко — «правильные» слова, воздушная музыка, четкая прорисовка. Снег и сакура. Полет длиною в жизнь со скоростью пять сантиметров в секунду.

    «Интересно, каково это: очутиться в бездне и верить всем сердцем, что приближаешься к тайнам Вселенной?»

    9 из 10

    1 августа 2010 | 14:02

    Пять сантиметров в секунду.

    Когда-то давно, я уже не помню сколько лет прошло, я впервые посмотрела этот фильм. Два часа назад я вспоминала какие-то размытые и притупленные временем эмоции и впечатления. Да, графика, помниться, красива, Да, вроде, история грустна. И смутное воспоминание восторга, в которое сейчас я, честно говоря, не очень верила. А потом я посмотрела. И поняла, что меня снова захлестнуло волной горькой и в тоже время прекрасной грусти, так сильно это ударило по моим нервам, что внутри что-то, как говориться в таких случаях, сердце защемило, сжалось, перевернулось. В общем совершило все манипуляции, которые возможно. Почему эта история так тронула меня, что буквально на несколько мгновений меня перекрыло? Вроде сюжет особой связанностью и необычностью не отличается, особенно вторая и третья часть. Обычные чувства. Обычная любовь. Но, господи, неужели нам нужно всегда подавать глубокие философские сюжеты о проститутках или еще что-нибудь столь же эпатажное, чтобы потом сказать: «О, это было кино с глубоким смыслом. Оно неординарно. Оригинально. В общем. очередной артхаус». Нет, это просто аниме. О том, что каждый из нас переживает. Пожалуй в слишком сентиментальной и чуть преувеличенной манере, но этому все же удалось достучаться до моих эмоций.

    Ты встречаешь людей в этой жизни. Кто-то из них тебе становится особенно дорог. И ты думаешь, что так будет всегда. Потом вмешиваются обстоятельства. И ты теряешь человека. Конечно, можно говорить о том, что существует сотня способов связаться: письма, телефонные звонки, смски, в конце концов. Да хоть общайся в режиме он-лайн при помощи веб-камеры. Все удобства на лицо. Но люди все равно теряются. Постепенно звонки и письма все реже, ты понимаешь, что жить надо в реальности. И все равно не живешь в ней. В мыслях человек еще настойчиво присутствует. Потом проходит время, ты изменился, пережил какие-то новые ощущения, начал работать, нашел очередную любовь, расстался с ней, уволился, уехал куда-нибудь… жизнь идет. А тень воспоминаний о то далеком чувстве, о человеке, который тронул твое сердце, все еще остается в тебе. И это вызывает какой-то отклик в душе, потому что некоторых людей не забыть. И возникает ощущение светлой грусти и безнадежной, похороненной глубоко внутри тоски. Что перевешивает? В зависимости от настроения. Но и то, и другое постоянно с тобой. Заглушаемое суетой реальности. Но все еще живущее на периферии твоей памяти.

    13 апреля 2011 | 21:42

    Я не буду пересказывать события этого аниме, это сложно, поскольку эмоции занимают основное место в этой картине, и самостоятельно смотреть интереснее. Аниме состоит из трёх эпизодов, которые повествуют о разных жизненных периодах Такаки Тоно. Меня поразил этот мультфильм чудесными, поразительно четко прорисованными пейзажами, неутомляющими саундтреками, прекрасной озвучкой и конечно совершенно жизненным сюжетом. Именно благодаря 5 сантиметрам в секунду.

    Мой любимый эпизод — второй. Было так странно услышать собственные мысли, высказанные более красивыми фразами, но всё те же мысли. «У меня было чувство, что я хоть немного, но понимаю, почему Такаки казался не таким, как остальные, и в то же время я осознавала, что он никогда не посмотрит на меня так, как я о том мечтаю. Вот почему в тот день я так ничего ему не сказала. Такаки очень добрый, но он так добр, но только, только, только… Его взгляд будет всегда устремлён к чему-то далёкому, к чему-то, что выше меня. Я никогда не смогу дать ему то, чего он так жаждет. И всё-таки, и всё-таки я знаю, что и завтра, и послезавтра, и всегда я буду любить Такаки, что бы ни случилось». Я думала, что сложно признаться в любви, но на самом деле намного сложнее так хорошо чувствовать любимого, чтобы понять, что это признание причинит ему боль. Ведь Такаки считал Канаэ своим другом, а если бы она сказала ему о своих чувствах, то он не мог бы смотреть на неё теми же глазами, его бы не оставляло чувство вины.

    Такаки любил Акари, его мысли всегда были устремлены к ней, он хотел сказать так много… писал ей письма, но так и не отправлял. И даже спустя много лет он будто проснулся, он увидел её…До момента пробуждения, его существование очень ярко описывают эти слова: «Когда живешь обычной жизнью — тоска пропитывает всё: желтеющие страницы книг, зубную щетку в ванной, сообщения в мобильном телефоне. «После всего, что было, я всё равно люблю тебя» — написала мне девушка, с которой встречался 3 года. И дальше: «Мы с тобой тысячи раз обменивались письмами, но наши сердца сблизились едва ли на сантиметр. Все эти годы я бежал вперед, хотел обрести что то очень для меня важное, что-то недостижимое и, кажется, в конце концов я остался ни с чем. Я не знал откуда вырвалась у меня эта тревожная мысль, и боялся признаться что это правда. Я продолжал работать, и я понял что с каждым днем мое сердце ожесточается, а жить становится всё невыносимей. Однажды утром я осознал с ужасом то, что до сих пор не мог принять, мне стало понятно сколь много я утратил, и я понял, что стою на краю пропасти».

    Макото Синкай оставляет нам возможность додумать, что же будет дальше. Этот фильм недосказанный, да… недосказанный, но всё чувствуешь… всё время просмотра, весь фильм — эмоции, это надо чувствовать, словами не передать…

    22 сентября 2009 | 17:04

    Вспомнил, вдруг, после просмотра данного фильма, всем известную фразу: «Восток — дело тонкое». И с этим нельзя не согласиться…

    Вся картина пронизана насквозь тонкостью, чувствами — а их очень много возникает, просматривая такой видеоряд своими собственными глазами. Каждый кадр произведения словно наполнен любовью его создателей, а главное режиссёра и команды аниматоров. Природа нарисована так, будто сам вышел на улицу или смотришь в окно и наблюдаешь сию красоту. Этот анимэ-фильм так показывает красоту тех мест, которые в нем описаны, что хочется прыгнуть в любое из существующих на Земле средств передвижения и попасть в эту, словно сказочную, страну — Япония.

    А уж как описывают свои мысли и чувства главные герои — просто диву даешься! Так все тонко, нежно, сокровенно произносится, словно окутано все шелком. Герои фильма молоды, а переживают деликатные моменты своей жизни будто взрослые люди, наделенные опытом быта, всестороннего общения с людьми. Такаки, Акари и Канаэ воспринимают окружающую их реальность очень близко к сердцу, кажется, будто все нервы их тела напряжены, струны души натянуты до предела. Кажется, еще немного, и они не выдержат всего этого, что на них свалилось, упадут на землю, словно лепестки сакуры, и будут унесены порывами ветра на расстояния, не подлежащие подсчету…

    Все в этом фильме прекрасно! Даже не знаю, кому он может не понравиться? Лишь тем, кто сам его не смотрел. А это уже маленькое упущение любого человека и киномана, для которых слова «лирика», «сентиментальность», «романтика» и «красочность» имеют немалые смысл и ценность в их жизни!

    На одном дыхании просмотрел фильм. Жаль, что хронометраж короткий. Так хотелось дальше лицезреть эту непередаваемой красаты картинку, наблюдать за жизнью героев, воспринимать их чувства, возможно также к сердцу, как они сами. Но все быстро закончилось… Закончилось прекрасной песней, слов и смысл которой я не знаю, но верю в то, что они тонко и точно подчеркивают данный сюжет, дополняют его собой!

    Побольше бы нам всем таких чудесных историй, описанных будь то краской или натурной съемкой!

    10 из 10

    3 июня 2010 | 01:55

    В небольшой фильмографии Макото Синкая уже отчётливо виден центральный мотив лирики — мотив разлуки и расстояния. Всё началось с «Голоса далёкой звезды», где обе категории слились в световые года, превращая каждое письмо в победу над пространством и временем. И, как ни странно, в поражение. Разлука «За облаками» родила ностальгию по юности и первой любви, а расстояния до загадочной башни и до любимой отождествлялись. В «Ловцах забытых голосов» герои под гнётом вечной и безнадёжной разлуки бросили вызов самому непреодолимому расстоянию — между смертью и жизнью. И внешне не вписывающийся в генеральную линию «Сад изящных слов» — на деле тот же рассказ о дистанции между мужчиной и женщиной, на этот раз социальной и возрастной. А заканчивается он там, где истории Синкая обычно начинаются — на расставании.

    В «5 сантиметрах» Макото-сан по традиции развивая тему любви и одиночества, достиг универсального киноязыка, отчего фильм вышел таким популярным за пределами родины. Он понятен всякому, кто любил ответно или безответно и ещё помнит те чувства. Мотивы творчества здесь романтизированы и в то же время пугающе серьёзны. Разлуку фильм смакует, растягивает на года, превращает героя в меланхолика, влюблённого в прошлое. Расстояние, даже довольно короткое, метель наполняет неизбывным отчаянием, а позже две дистанции противопоставляются: реальная — между Такаки и Акари и ментальная — между Канаэ и Такаки. Режиссёр умеет красиво оформить грустные чувства: ностальгию, горечь, несчастную любовь, за что его не раз упрекали в слащавости и ванильности, но этот почерк и выделяет автора среди многих. Любовь у Синкая — почти всегда сторге, родившаяся в дружбе, романтичная и немного наивная, она невинна, нежна и выражается в желании не обладать кем-то, а разделить с ним весь мир. Кому не знакомы такие отношения, тот рискует не проникнуться фильмом, в котором нужно увидеть прекрасное в комплексе: красоту художественную, красоту лаконичного сюжета, красоту искренних чувств.

    Проще всего проникнуться красотой художественной. Визитная карточка Синкая — кадры с большим вниманием к деталям: будь то рабочий стол или пустой школьный класс. Ему интересны живые полотна, поэтому там, где возможно, он добавляет движения. Если герои идут по аллее в солнечный день, на их лица лягут тени от покачиваемых ветром ветвей, если по полю — ветер будет гулять в траве; падают лепестки сакуры, льёт дождь, сыпет снег — кадр живёт. И всё это на статичных планах, вырисованных с завидной дотошностью. Особенно притягательным получается небо с набухшими белоснежными облаками: это умение японец отточил ещё в предыдущих работах. Так же восхитительны пейзажи города: Синкай — урбанистический художник. Его мегаполисы зачастую враждебны, серы и полны искусственных огней, но выходят из-под кисти особенно живописными. И наконец там, где сливаются художественное мастерство и чуткое понимание психологии, рождаются чувственные сцены, главная из которых — поцелуй Такаки и Акари под сакурой, ознаменовавший победу над разлукой и расстоянием. И в то же время ставший финальной точкой их отношений.

    Так почему они перестали общаться? Считается, что этот вопрос обнажает условность сюжета. Мол, телефоны есть, почта работает, а тут раз — и переписка остановилась, хотя помидоры-то очевидно не завяли. Виновна ли в разлуке традиционная японская скромность, помноженная на личную робость мальчика и девочки, которые не решились вовремя признаться в любви и потеряли удачный момент навсегда? После поцелуя под сакурой не говорится ничего о том, встречались ли они снова, сохранили ли связь. Похоже, что нет, но они не могли потеряться случайно. Несмотря на то, что мальчик часто переезжал, Акари всё время жила в том же городе. Это наталкивает на мысль, что Такаки сам прервал переписку. Через неделю после их встречи он должен был переезжать в Кагосиму и, вероятно, просто не оставил девушке свой адрес. Ключом к его поступку послужит сомнение юноши в ту снежную ночь: сможет ли он сберечь Акари и в праве ли увлекать её за собой. Получается, все эти годы Такаки был без малейшей надежды влюблён в призрака. Собственноручно созданного. И в этом ракурсе по-новому раскрывается вторая часть.

    Многие считают её проходной, связующей между первым и третьим эпизодами. Но как раз в этом её сила: Канаэ является доказательством того, что даже короткая дистанция без отсутствия искры становится непреодолимой. Возможно, симпатия к Канаэ субъективна для людей, которым знакомы её чувства, однако её история такая грустная и пронзительная, что начинаешь сопереживать этой неудачно влюбившейся девушке, даже несмотря на милую Акари из трогательного первого эпизода. Акари теперь далеко, а Канаэ здесь, и сердце её трепещет, и ему больно. И Такаки, выходит, мало чем отличается от неё: он тоже безнадёжно влюблён. Но несмотря на схожесть их маленьких трагедий, девушка сильнее Такаки: она не боится признаться себе, что они никогда не будут вместе, что он не посмотрит на неё так, как она мечтает. И потому, пожалуй, заслуживает счастья. Она смирилась с судьбой в тот день, когда ракета расчертила небосвод, поделив его на две части: светлую, залитую закатным солнцем и тёмную, которую затенил столп белого дыма. И жизнь Канаэ поделилась на до и после того, как её космонавт бесповоротно улетел прочь. Такой день необходим каждому, кто безнадёжно любил. Такого дня у Такаки ещё не было.

    Любовь живёт три года, но любовь несчастная может жить гораздо дольше, отравляя мысли, как настойчивая обсессия. Все одноклассники знали о чувствах Канаэ к Такаки, а он смотрел в её преданные, влюблённые глаза и ничего не понимал, потому что смотрел сквозь них, с закрытым сердцем. И через несколько лет он будет делить (именно делить) постель с другой девушкой, которая тоже будет любить и прощать абсолютно всё, даже его нелюбовь. А он по-прежнему уткнётся взглядом в небо и вслушается в голос далёкой звезды. Пока он был влюблён в свою меланхолию, лучшие годы утекли сквозь пальцы, он сам упустил их. Но кажется, Такаки наконец понял это. Даёт на это намёк финальный музыкальный клип со строкой караоке, который не пошловато спекулирует на чувствах зрителей, а аутентично подытоживает историю. И брезгливо пропускать его нельзя — настоящий финал кроется именно в этих кадрах. Финал неожиданный и реалистичный, но разве можно назвать его плохим? Хочется верить, что Такаки повзрослел. И пусть этими словами не принято разбрасываться. Маленький шедевр. Для тех, кто в теме.

    18 октября 2014 | 12:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Новости


    Начало недели в Лондоне отмечено показами картин о насилии и смерти: Линн Рэмси представила свой новый фильм «Что-то не так с Кевином», а австралиец Джастин Курзель привез дебютный «Снежный город». (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    В Москве начался ежегодный фестиваль современного японского кино. Сегодня вечером - «5 сантиметров в секунду» Макото Синкая и «Как стать собой» Дзюна Итикавы. Смотрите и читайте. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey22 259 030
    2.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service18 346 023
    3.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water16 573 682
    4.МакФарландMcFarland, USA11 020 798
    5.ПростушкаThe DUFF10 809 149
    20.02 — 22.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service163 347 690
    2.Батальонъ154 659 774
    3.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey147 945 851
    4.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water135 777 826
    5.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending40 046 114
    19.02 — 22.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 727 7592 279 173
    Деньги722 173 373 руб.621 686 229
    Цена билета264,75 руб.3,65
    19.02 — 22.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    145.ПривидениеGhost8.181
    146.В случае убийства набирайте «М»Dial M for Murder8.181
    147.Тэмпл ГрандинTemple Grandin8.181
    148.День суркаGroundhog Day8.180
    149.АладдинAladdin8.179
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Первый мститель: Гражданская войнаCaptain America: Civil War92.28%
    42.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.17%
    43.Три девяткиTriple Nine91.91%
    44.Ключи от улицыThe Keys to the Street91.86%
    45.ПикселиPixels91.81%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Приключения ПаддингтонаPaddington62
    Ты не тыYou're Not You5
    СпасательThe Guardian69
    Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service76
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey108
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service8.105
    ФокусFocus7.196
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey4.651
    Батальонъ7.459
    Книга жизниThe Book of Life7.590
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    СнайперAmerican Sniper05.03
    Робот по имени ЧаппиChappie05.03
    ЗолушкаCinderella12.03
    МордекайMortdecai12.03
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent19.03
    премьеры