всё о любом фильме:

Чёрный лебедь

Black Swan
год
страна
слоган-
режиссерДаррен Аронофски
сценарийАндрес Хайнц, Марк Хейман, Джон Дж. МакЛафлин
продюсерСкотт Франклин, Майк Медавой, Брайан Оливер, ...
операторМэттью Либатик
композиторКлинт Мэнселл
художникТереза ДеПрез, Дэвид Стейн, Эми Весткотт, ...
монтажЭндрю Вайсблум
жанр триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  13.5 млн,    Великобритания  2.67 млн,    Франция  2.65 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время103 мин. / 01:43
Номинации (4):
Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.00 (485 398)
ожидание: 86% (13 928)
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
237 + 36 = 273
8.2
в России
75%
9 + 3 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Натали Портман рекомендовала Милу Кунис на роль Лили.
    • В детстве Вайнона Райдер пробовала заниматься балетом, но выдержала лишь только первое занятие, так как, по её словам, преподаватель был слишком строг.
    • При подготовке к съёмкам Мила Кунис 3 месяца занималась балетом по пять часов в день, семь дней в неделю.
    • По слухам, Рейчел Вайс и Дженнифер Коннелли могли исполнить главные роли.
    • Венсан Кассель сравнил своего персонажа с Джорджем Баланчином (Георгий Баланчивадзе), один из основателей New York City Ballet.
    • Мэрил Стрип рассматривалась на роль Эрики.
    • Блейк Лайвли проходила пробы на роль Лили.
    • В первой версии сценария героиню Натали Портман звали Александрия.
    • Изначально предполагалось, что действие фильма будет происходить во Франции, а съёмки пройдут в Будапеште, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за бюджетных ограничений.
    • Первая версия сценария называлась «The Understudy». История крутилась вокруг Нью-Йоркского театра. Даррену Аронофски понравился сценарий, и он предложил перенести действие в мир балета.
    • Потребовалось десять лет, чтобы сценарий воплотился в фильм.
    • Даррен Аронофски предложил Миле Кунис роль Лили через Skype. Миле даже не пришлось проходить пробы на роль.
    • Для роли в фильме Натали Портман похудела на 9 килограммов.
    • Съёмки всех сцен с участием Вайноны Райдер заняли 10 дней.
    • Клинт Мэнселл написал музыку к фильму, являющуюся вариацией на тему «Лебединого озера» Чайковского.
    • Во время съёмок Даррен Аронофски пытался настроить Натали Портман и Милу Кунис друг против друга, чтобы еще больше усилить напряжение между их персонажами.
    • Во время съёмок Натали Портман получила травму ребер. Полное выздоровление заняло 6 недель. Также во время съёмок Натали получила сотрясение мозга.
    • За год до начала съемок фильма Натали Портман возобновила занятия балетом. Сначала она занималась по два часа в день шесть месяцев с хореографом Мэри Хелен Бауэрс, готовясь к нагрузкам постепенно, чтобы набрать силу и гибкость и ничего не повредить в процессе дальнейшей работы. Затем стала заниматься по пять часов в день, а также добавили плавание. Где-то за два месяца до занятий с хореографом, она проводила с Мэри Хелен по восемь часов в день.
    • еще 15 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8905 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    ВНИМАНИЕ! Много злости и сарказма.

    Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить всё… Интригует, да?

    «Драматический триллер» Даррена Аронофски, хотя по сути — типичный артхаус. Не люблю этого режиссера за его погоню за лишней визуализацией, но мне всегда нравились его интересные сценарные решения. Уж такой у него стиль — если в кадре наркоман, то обязательно нужно показать крупным планом каждую ссадину на его коже, если девушка морально превращается в лебедя, то у неё вырастают перья, а глазёнки разгораются красным светом, если Ной бухает — то обязательно по закону жанра: валяется с голым задом на песке, падает физиономией в землю и т. п. Когда хочется что-то домыслить, он настойчиво суёт в лицо свой визуальный ряд. Аронофски и раньше страдал тягой к назойливости, но в «Чёрном лебеде» он превзошёл сам себя. Не знаю, как относиться к этому фильму. С одной стороны, претендует на звание шедевра, и вроде бы ясно почему. А с другой, фильм погряз сам в себе. Сюжета как такового нет — балерина стремится к идеалу, и на этом всё. Я люблю такие фильмы, неторопливые, вдумчивые и глубокие. Но как раз глубины здесь и не чувствуется. Предполагается, что главная героиня Нина должна пройти путь от девочки-перфекционистки до одержимой балерины, которая уничтожает саму себя изнутри. Вот только развития личности не ощущается, уже с первых кадров она кажется слегка помешанной. Если звонок на телефоне, то обязательно Чайковский, если комната героини, то только в розовых детских тонах, если мама купила торт, то только с балериной и лебедями, если на столе музыкальная шкатулка, то играет она всё ту же мелодию. Ближе к середине фильма всё это начинает раздражать, так и хочется крикнуть в экран — да понял я, понял! Мать Нины, разумеется, балерина. Там вообще все балерины, и среди них нет ни одного адекватного человека. В рассаднике балетных пачек и пуантов существует Венсан Кассель, которая бесит от начала и до конца. Ни один персонаж не раскрыт, каждый впадает из крайности в крайность, как, впрочем, и все герои Аронофски. То Кунис шикарная «расслабленная» балерина, то девушка «свободных нравов», которая за день до премьеры «важнейшего» спектакля тусуется в клубе. То Кассель духовный наставник с мечтой поставить лучший спектакль в мире, то он берёт деревянную Нину на главную роль. То Ной весь такой духовный идол и ходячий секс, то чокнутый старик, которого все неблагодарные гады вокруг хотят убить.

    Лучше всех, как не странно, прописан образ матери Нины — ополоумевшая женщина, которая пытается воплотить собственные амбиции в дочери. И я считаю, что именно она и её воспитание привело к таким последствиям. Если вы считаете, что такой подход к воспитанию — норма, то вы совершенно правы. Воплощать свои мечты в детях нормально, а с какой-то стороны и правильно. Вот только конкретно в этом фильме всё смотрится неестественно. Я далёк от балета, но полагаю, что девушке, мечтающей о роли примы, полагается быть сильной личностью, чтобы выжить среди зависти, трудностей и т. п. Нина попросту слабая, и её показная старательность вряд ли бы помогла в этом случае.

    Удивляет и подход к сексуальной стороне проблемы. Аронофски как поклонник психологизма никак не может обойти эту тему, но воплощает ее весьма неуклюже. То у него Коннели долбят огромным фаллосом на сцене перед сотней физиономий, то голый зад Ноя (вот тут Даррен удивил) светит в камеру… А тут Нина получает один-единственный совет от наставника — ты иди, девочка, помастурбируй, и снизойдёт на тебя дзен. Нет, я не против посмотреть на мастурбирующую Портман, то это реально действует?! Я тут представил — Бог отвечает Ною на молитвы «Друг, иди потеребонькай друга и снизойдет на тебя благодать». И вот она упорно тыкает в себя пальцами через каждые десять минут фильма, но то своя же мордаха привидится, то мамка рядом. Дзена нет. Тогда какой смысл? Да никакого — нужно показать как миловидная Портман делает ЭТО. И делает она и правда миловидно. Секс — решение всех проблем, говорит нам Даррен. Будь плохой девочкой, нарушай запреты, лижись с Милой Кунис, лижись с преподавателем, лижись с незнакомцем в клубе!

    Фильм, что не удивительно, взял один-единственный Оскар. Натали Портман, имеющая куда более интересные роли, стала лучшей актрисой 2011 года. У меня странное отношение к этому факту, с одной стороны Наташка чудесно сыграла в этом фильме, а с другой — её слишком много, и её Нина не интересна. Но всё таки соглашусь, Портман старалась, и Оскар получила не зря. Жаль, что нет Оскара за старания. Нина получилась однобокой, будто она имеет одну-две черты характера и тычет ими в камеру. Но, стоит отметить, что Портман шикарно отыгрывает физическую боль своей героини.

    Технически фильм интересный, но противный — слишком натуральный для кино. Перья, растущие из-под кожи, сросшиеся пальцы, лопнувшие ногти, кровь, сдирание кожи… Эта визуализация передёргивает, а смысла в себе не несёт. Камера трясётся в такт Портман, ощущение всеобщей истерии оставляет неприятный осадок. Сумасшедшим кажется абсолютно всё вокруг, каждый персонаж, даже сам город. Да, это здорово, хотя бы для того, чтобы погрузиться в воспалённый безумный мозг психопата, но конкретно здесь навязчиво. Контраста нет, нет разницы между нормальным и не нормальным. Конечно, в каждом из нас есть своя светлая сторона точно так же как есть и тёмная. Надо сказать, что в целом фильм производит довольно болезненное впечатление предсказуемости. Тема человеческого безумия — не из самых приятных для восприятия. Кроме того, она требует намного более тонкой работы, чем проделал Аронофски. Рон Ховард смог. Аронофски не хватало меры, хотя режиссёр, безусловно, талантлив.

    6,5 из 10

    22 апреля 2015 | 04:51

    Мы знаем, что Аранофски тот еще психолог, мастер грандиозных задумок, но и их воплощений тоже. На сей раз картина его восхищает эффектностью всех сторон кино — сюжетной линией, композиционной цельностью, операторской работой… т е и внешней и внутренней насыщенностью. При всем профессиональной выделке фильма, мне гораздо большим представляется разговор о сюжете, идейности и проблематике этой картины.

    Символ черного лебедя в фильме основополагающий и действительно очень тонко подобранный. Он скрепляет все. То, что росло в душе и боролось с действительностью, то, что сжимали и чему не давали раскрыться — черное начало человеческой страсти. Можно по-разному относиться к нему, но видимо без этого нельзя полноценно жить.

    Поверхностный взгляд выявит проблему закоренелого, ограниченного рамками материнского воспитания. Изначально эти милые розовые обои, ажурные шторы и плюшевые игрушки кажутся уместными в контексте балетной тематики. Но чем дальше, тем очевиднее становится материнское давление и влияние на все стороны жизни ее дочери, где всякий шаг в сторону карается презрением и упреком в непослушании. Но, простите, сколько лет дочери? Разве нормально до сих пор позволять ограничивать себя и лишаться права выбора? Что уж говорить о запрете на совершенно иную строну жизни, наполненную пахотливыми мыслишками, но несущую свободу для самого себя.

    Чего хотела мать, взращивая подобным образом свою дочь? Ее блестящей карьеры, воплощения собственной мечты? Не возможно быть гениальным артистом, запрещая биться своему сердцу чаще, хотя бы иногда, в порывах вожделения.

    Эти размышления приводят к более глубокой проблеме контекста: проблеме артистизма и чувственного начала в любой творческой эпостаси. Можно ли опираться в этом деле лишь на технику? Естесственно нет. Порой необходимо чувстовать что-то грязное и порочное, чтобы войти в нужное состояние, иначе будет ненатурально либо слишком однобоко. Но тут возникает другая проблема: возможно ли показать чувство без намека на фальш, если оно не пережито? Это довольно риторический вопрос, не можем же мы для любой роли переживать все в натуре. В наших силах лишь примерно перенести себя в нужную обстановку, чтобы свыкнуться с ощущениями и не выглядеть «пошло».

    Но у Нины совсем другая история, когда все переносится в реальность. В конце фильма она произносит: «Я познала совершенство!» В чем оно заключалось? В силе ее раскрепощения? Скорее в единстве исполнителя и роли, заключающегося в подлинной пережитости этого момента.

    Как она добилась этого? Совершенно мистичным образом, даже толком не разобрать что было на яву, а что в воображении Нины. Виной тому нездоровые галлюцинации, взявшиеся очевидно ото всех тягот однообразной жизни.

    Конечно, сама роль действовала на девушку тлетворно, разъедала ее сознание. Черное, порочное эго, рвущееся наружу, стремительно наступающее как реальное проклятие для нее, перешедшее со сцены в реальность. Проклятие, поработившее ее мысли грязными желаниями, но принесшее ей истинность и правдивость в воплощении роли.

    Это раздвоение личности, и в жизни, и в спектакле, явилось результатом общего сумасшестия жизни героини. Можно, конечно, не воспринимать данные проблемы столь драматично и облегчить себе существование, подумав, что Нина всего лишь выжившая из ума балерина, которой осточертело материнское влияние. К тому же весь фильм в целом состоит будто из сцен с кровавыми ранами, которые очевидно полюбились Аронофски (вспомним «реквием по мечте»), и из сцен совращения себя любимой. Но при детальном анализе становится ясной глубина этого произведения.

    Действительно цепляющее, интригующее кино. Отдельно все таки хочется отметить гениальную работу оператора. Она не только отражает метущийся, хаотичный стиль самого Аранофски, находящегося в постоянном поиске, сталкивающем все допустимые и недопустимые нормы вопреки желанию зрителя, но и придает дополнительно к этому мощный психологизм. Мы как будто сходим с ума вместе с героиней.

    Остальные прекрасные стороны фильма оцените сами.

    9 из 10

    13 ноября 2013 | 02:18

    По поводу всего происходящего так и хочется сказать, перефразируя слова известной песни: не стреляйте в черных лебедей — они застрелят себя сами. Героиня фильма «Черный лебедь», Нина Сайерс, постепенно сходит с ума во время постановки новой версии «Лебединого озера» в Нью-Йорке. Она мечтает станцевать в спектакле главную партию, тем более, что ее мать, бывшая балерина с неудавшейся карьерой, казалось бы, только ради этого и растит свою дочь. Однако, французский хореограф Тома Леруа не считает, что Нина достаточно страстна, чтобы справиться с ролью черного лебедя, но и не отрицает, что для роли белого лебедя она подходит идеально. Увязая все глубже и глубже в собственных страхах, подозрениях, навязчивых идеях, приступах паники и кошмарных видениях, Нина будет стремиться к осуществлению мечты, чего бы ей это не стоило…

    Предыдущая работа одного из моих любимейших режиссеров Дарена Аронофски «Рестлер» не случайно должна соединяться в голове видевшего оба фильма зрителя в единое целое с «Черным лебедем». Во-первых, Аронофски изначально задумывал снять фильм о любви рестлера и балерины, поскольку его завораживало то, что и рестлеры, и балерины используют в качестве главного инструмента самовыражения собственное тело. Во-вторых, оба фильма рассказывают истории о людях, которые отдаются своему делу более, чем это возможно для лучшего профессионала, пронизывая все повествование мазохизмом. Актеры получают невероятную для их творческого пути возможность погрузиться с головой в заданную тему и проявить свои таланты, что и не преминули сделать Микки Рурк в «Рестлере» и Натали Портман в «Черном лебеде».

    Натали Портман и ее партнерша по фильму Мила Кунис (получившая, кстати, свою роль после разговора с режиссером в Скайпе) готовились к съемкам полгода — им нужно было сильно похудеть и научиться балетной пластике, чтобы выглядеть убедительно в те моменты, когда камера будет снимать их крупным планом и услугами дублеров воспользоваться не получится. В последствии, Кунис получит на Венецианском кинофестивале приз имени Мастрояни, который вручается лучшему дарованию, а критики не без оснований уточнят, что приз этот вручили «за лучший кунилингус». Натали Портман один из критиков отметит словами о том, что она «сделала все возможное и невозможное, чтобы преодолеть свой маленький рост и несовершенство пластики». Поговаривают, что во время съемок актриса получила травму ребер и сотрясение мозга. После всего увиденного, в это можно легко поверить.

    После всего увиденного вообще-то я не особо бы удивился, если бы актриса погибла прямо по ходу съемок, потому что такая самоотдача и проникновение в роль встречаются в кино совсем не чаще, чем черные лебеди. Натали Портман играет девушку, которая насколько профессиональна, настолько и инфантильна, как маленький ребенок. Она живет вместе с матерью, которая является одновременно ее лучшим другом и ее страшнейшим врагом. Кошмар ее подсознательного разложения основывается на такой неразрывной психологической связи с матерью, которая верит в нее и очень хочет, чтобы дочь добилась огромных успехов, которых не смогла добиться она сама, и которая превращает внутренний мир дочери в тюрьму, ловушку, мышеловку, из которой она не способна выбраться без потерь. Например, у Нины, казалось бы, спальня настоящей принцессы — розовый цвет здесь преобладает — и в этой спальне она окружена плюшевыми игрушками, которые сковывают ее всю, выступая для девушки своеобразными тюремщиками. Из-за всего этого она не испытывает никакого интереса к противоположному полу и живет где-то вне пространства, но в таком состоянии невозможно жить вечно — и вытесненное либидо, под давлением хореографа, новой роли и возможной соперницы, начинает возвращаться к ней в виде извращенных галлюцинаций.

    Не могу не согласиться с обозревателем Los Angeles Times Кеннетом Тураном, который обращает внимание на слишком навязчивую прямолинейность режиссуры в «Черном лебеде», которая «приводит зрителя в покорность» чуть ли не «отбойным молотком». Аронофски рассказывает историю Нины резко, стремительно, жестоко, не давая ни одной возможности передохнуть, отдышаться и успокоить нервы. Проводя нас сквозь безумие Нины, режиссер создает у зрителя впечатление, что мир балета — это исключительно жестокость, боль и кровь и, словно бы, ничего кроме этого в балете нет.

    Сам режиссер сказал, что черпал вдохновение из «квартирной трилогии» Романа Полански. Действительно, здесь имеется «параноидальное ощущение заговора темных сил и пугающие нью-йоркские интерьеры», как и в «Ребенке Розмари». Здесь есть ужас от замкнутого пространства квартиры, мутации и посещение больницы, как и в «Жильце». Но еще ближе фильм к «Отвращению» с Катрин Денев — ведь в основе всего тема распада женщины, как личности.

    Это безумное зрелище необычной красоты и крайней жестокости. С определенной утрированностью, чрезмерной абсурдностью, сюжетной и монтажной непредсказуемостью, зашкаливающим за пределы допустимого количеством галлюцинаций, которые мешают, но и дают возможность впитать в себя хотя отчасти нервность главной героини, «Черный лебедь» — замечательный фильм, который сбивает с ног, проникает в кровь ядом и поражает всю нервную систему. Такого кино очень мало — тем ценее его редкие талантливые образцы.

    9,3 из 10

    1 марта 2011 | 04:59

    За фильм бралась несколько раз, но только вчера в итоге посмотрела. Если честно, была приятно удивлена. Очень сильный, красивый фильм. Заставляет задуматься о том, что же это за призрачное понятие- Совершенство. Хорошо подобрана музыка и актеры, неплох и сценарий. Но цель фильма лично мне не понятна. Показать, как искусство разрушает человека? Или что к совершенству непременно нужно придти через саморазрушение? Мне кажется, что героиня Портман и к началу фильма была отнюдь не счастливым человеком. Серые будни, грейпфрут на завтрак, нудная мамаша пытающаяся воплотить в дочери собственные несбывшиеся мечты о балетной карьере… Было бы что разрушать.

    Итак, не буду пересказывать сюжет, но отмечу то, что хотела.

    При всем уважении к Натали Портман, это не самая сильная ее роль. Несчастная девочка Нина почти во всех сценах будто извиняется за свое присутствие или существование! А это ее «Поздравляю…» просто взбесило! Возможно, озвучка оказалась неудачной, не знаю, в чем тут дело, но плаксивый голос героини начинает раздражать очень быстро. Хотя стоит отдать должное ее балетной подготовке. Я сама несколько лет посвятила балету, так что хруст ее пальцев ощущала почти физически. Но да, да, все это тяжелый труд и все такое, но ее задача — быть актрисой, а не танцовщицей, а ее игру гениальной, увы, назвать нельзя.

    Венсан Кассель как всегда хорошо, впрочем, думаю, роль далась ему довольно легко.

    Плюс лесбийской сцене. Хотя и она была немного жутковатой.

    В целом, фильм на любителя. Довольно странный, местами неприятный, были и страшные моменты. Но я ищу как раз такие — чтобы остались впечатления, эмоции, размышления на пару дней. И я это нашла.

    Так что ставлю фильму

    8 из 10

    И рекомендую к просмотру.

    4 июня 2011 | 14:34

    Не знаю, что сподвигло-таки глянуть на эту работу Аронофски. Наверное, хотелось составить свое собственное представление. А вообще рука дрогнула при пролистывании списка фильмов онлайнового просмотра.

    Не сказать, что не увлекло — ничего не сказать. Довольно охотно и безболезненно рассеивала внимание на всякие бытовые мелочи, как то: посмотреть какую-нибудь веселую видюшку, написать новое сообщение на форуме и проч. Начнем с того, что меня раздражало однообразное напряженно-страдальческое выражение лица Натали Портман. Прям от сердца отлегло, когла она в финале-таки выдала Черного лебедя, а то опасалась: вдруг никогда мышцы лица и не расслабит. А если серьезно, то ничего выдающегося в игре актеров не увидела. Никого выделить не могу.

    Сюжет. На мой взгляд, мистика, организованная раздвоением личности тут не к месту. Хотя что к месту в фильме, где все строится на вопиющей фригидности главной героини? Не секс-пособие же вульгарно снимать (тем не менее сцена лесбийской любви между героинями Кунис и Портман выступает как наглядный вариант поиска своего «Я» — ищи и найдешь, раскрепостись, узнай, на что ты способна, и пусть рядом представительница твоего пола, ты же в поиске и не знаешь, что именно тебе нужно, а нужно вжиться в роль Черного лебедя). Пошловато. Заявленная мысль, занимающая головку нашей примы-балерины Нины, «Я хочу быть идеальной» вообще не понятно за счет чего раскрывалась. Получается, что за счет все того же — как тут не вспомнить Фрейда — секс всегда причем (с). В финале звучит эта мысль из уст главной героини, которая почувствовала всю силу, мощь, притягательность, агрессивную сексуальность своего Черного лебедя. Только вот она умирает в этот момент. Ну и чего ради?.. Умерла, но достигнув совершенства? Пройдя сквозь ужас нехилого психического заболевания? Сочувствия героиня не вызывает. Какова ее природа, таковы и трудности, выпадающие ей на пути.

    Нереально раздражала бурная деятельность матери, направленная на безумную опеку над доченькой. Она и форму балетную поможет снять, и с пальчика торт даст попробовать, и спать ляжет в одной с чадом комнатенке, пока та, проснувшись, начинает эм… познавать себя… Нет, я не спорю, такое бывает, но здесь это не выглядит как корень зла холодности Нины. У меня скорее вызвала отвращение взрослая девушка, которая не может положить этому всему конец (ведь явно она не в восторге).

    Не думала, что у Даррена получится настолько немужской фильм, на мой взгляд. Эстеты, конечно, найдутся и с удовольствием будут созерцать балетные па в исполнении любимых актрис. Но, в основном, думаю, отдадут дань уважения режиссеру Аронофски + поглазеют на снятую на радость развращенной, по сути, публики пикантную сцену. Не знаю. Была бы парнем, никакую дань бы не отдавала, ибо к Аронофски отношусь без симпатии.

    2 из 10

    1 за профессионализм актрис, потративших n-ое количество месяцев на тренировки у станка — браво! 1 за Чайковского. Только вот почему он не значится в композиторах?.. Занавес.

    14 февраля 2011 | 08:57

    Любая балерина, что бы стать действительно лучшей, должна быть не просто техничной и старательной танцовщицей, а, прежде всего, талантливой актрисой. То есть, через танец зритель должен уловить и прочувствовать характер образа. И получается тем убедительней, чем тоньше и глубже актриса понимает и чувствует свой персонаж.

    Нина (главная героиня, она же Натали Портман) — хорошо подготовлена и натренерована, но слишком закомплексована и сдержана для того, что бы вжиться в роль Черного лебедя. Это роль ее чужда, потому как эта сторона собственной личности ее незнакома. Для того, что бы найти необходимые для Черного лебедя черты в себе, ей приходится пережить ломку и взросление собственной личности. Весь этот процесс сопровождается у нее не только эмоциональными переживаниями. У нее появляются видения как сексуального, так и насильственного содержания. Явь от не яви отличить уже сложно, хотя это уже не важно, важно быть первой, важно быть самой лучшей.

    Фильм о муках творчества. Фильм об искусстве. Раздвоении личности. Весь фильм состоит в том, что Нина пыталась понять кто же она, какой она лебедь… Светлый, нежный и наивный Белый? Или жестокий, порочный Черный?

    Мне фильм очень понравился. Он необычен, хорошо запоминается. Он же не для всех и каждый воспримет его по-своему, но посмотреть советую.

    Потрясающая музыка.

    Я не очень люблю Кунис, но в этом фильме она хорошо сыграла. Венсан Кассель тоже очень хорош. В общем актерский состав на высоте.

    Но все же больше я в восторге от игры Натали Портман. Я считаю, что очень сложно сыграть в одном фильме две абсолютно разных по эмоциональному состоянию роли. Поразительно то, как ее героиня Нина, то становится прекрасной, нежной, доброй, вдохновляющей, светлой Одеттой, то превращается в жестокую, бессердечную Одиллию.

    Не думала, что Даррен Аронофски, он же режиссер «Реквием по мечте», сможет проделать такую качественную работу.

    9 из 10

    26 апреля 2014 | 22:49

    Это скорее не рецензия, это мой старый пост с блога, но узнав о конкурсе, и уж тем более получив в тройку этот фильм посчитал нужным выложить его здесь.

    Начнем с «Черного лебедя» Даррена Аронофски. Фильм завораживает с первых кадров, и напряжение не спадает до самого конца, и даже после занавеса продолжает перебирать лады натянутых нервов. Эту картину я вряд ли буду пересматривать, может быть потом, как-нибудь под настроение, но не скоро. Такой вот парадокс, когда потрясший тебя фильм на несколько лет подсознательно отправляется в самые дальние и темные закоулки памяти.

    Можно без устали восхищаться «режиссерским и операторским видением» и ошеломляющей игрой Натали Портман, но я предлагаю взглянуть на фильм, так сказать, с другого ракурса. Подумать о том, что же Аронофски настойчиво из фильма в фильм пытается сказать своим зрителям.

    Здесь важно с самого начала понять, что полноценное восприятие творчества Аронофски невозможно без музыкального сопровождения его фильмов. Так, если в фильме «Пи» режиссер использовал прогрессивное творчество Клинта Мэнселла и «Массив атак», то в «Черном лебеде» музыка Петра Ильича Чайковского играет свою особую «оскаровскую» роль. Это больше чем саундтрек. Скажу так, сам фильм — это адаптированное либретто «Лебединого озера». Внутренний мир и драма героини фантастически гармонично налагается на фирменное крещендо Чайковского. Ее комплексы, ее изощренное тщеславие, ее зарешеченная страсть требуют выхода: напряжение в музыке растет, крещендо взвивается в космос…, и когда, казалось бы, должны прозвучать финальные аккорды, «появляется мама» и все начинается сызнова. Этот рваный ритм, эта незавершенность нарастает с каждым кадром и лавиной обрушивается на зрителя в финале. Логичном финале.

    Уверен, что Чайковский был выбран режиссером не случайно, ибо «бог не играет в кости». Если помимо википедии в качестве источника использовать книгу Нины Берберовой «Чайковский. История одинокой жизни» (Berlin, 1936), многое станет понятным. Не буду пересказывать содержание, скажу лишь что, по мнению автора, Петр Ильич умер неудовлетворенным ни результатами своего творчества, ни своей жизнью, в целом. Поиск совершенства перешел в крутое пике, из которого было уже не выбраться. Чувство неудовлетворенности не отпускало его ни на минуту, даже любимый всеми Первый концерт для фортепиано с оркестром для него был проходящим или «попсой», говоря современным языком. Близким к «идеалу» он считал творчество Римского-Корсакова и Танеева, свое воспринимал, как попытку достичь их уровня музыкального мировосприятия. То, чего хотел он — не нравилось публике, а то, что нравилось публике — раздражало его самого. Чайковский искал ту самую «золотую середину» в музыке, зная и понимая, как далек он от этого в личной жизни. Мало кто был близок ему, мало кто понимал его душевные страдания, он был одинок, часто плакал, он бы один на один со своим стремлением к совершенству. С каждой новой вещью «идеал» отодвигался все дальше, как линия горизонта, пока Бог не сказал «довольно» и прекратил страдания великого композитора, ниспослав ему холеру, и надеюсь покой.

    Теперь поговорим об Аронофски и его стремлении к совершенству. Прежде всего, это неподражаемый стиль режиссера, когда он отсекает все лишнее, по его мнению. Цвет, свет, прыгающая камера, диалоги — все говорит о том, что он обтесывает гранит Нью-Йорка в поисках идеальной формы. Первый же его широкоформатный фильм «Пи» содержит в себе этот очевидный месседж. Тем, кто не знаком: фабула заключается в том, что талантливый математик, страдающий приступами панического психоза, используя ряд Фибонначи, находит последовательность цифр, ведущих к постижению «золотого сечения», которая оказывается и зашифрованным именем Бога, и ключом к предсказанию котировок фондового рынка. В итоге, герой, пытаясь извлечь это знание, сверлит себе голову дрелью и, умирая, постигает простой и ясный смысл, так долго и мучительно искомого совершенства.

    Как в «Пи», так и в «Черном лебеде» из уст близких звучат предостережения «Эта роль убивает тебя», «Поиск последовательности разрушает тебя», но это не останавливает героев, и они все-таки выбирают свой самоубийственный путь. Последние слова балерины и остановившийся взгляд несчастного математика, что же объединяет их? Это тихие слова на последнем выдохе «Я познал совершенство». Последний аккорд, последняя капля понимания приходит под руку со Смертью. Взалкавшие совершенства и поставившие на кон всего себя, да обрящут.

    Поиск «параллелей» может превратиться в фетиш, но в данном случае они, на мой взгляд, уместны. Нина Берберова, описывая последние минуты, великого композитора, выразила их так «Смертельная жажда, в пустыне невыносимой тоски». Что ж, Чайковский до самого конца так и не смог утолить эту «жажду», жажду золотого сечения, но результаты его поиска служат вехами ищущим до сих пор…

    2 июля 2013 | 15:03

    Я давно хотела посмотреть этот фильм, т. к. меня всегда интересовали темы женской дружбы и психических расстройств.

    На лицо явные признаки шизофрении. Нина живет в своем мире, куда не впускает не только других, но и саму себя. Она не до конца знает свои возможности, способности, страхи, желания, отсюда вся ее неуверенность. А ведь и на самом деле много таких людей, я их сама встречала.

    Фильм очень мне понравился. Своим психологизмом, драмой, размышлениями. Никогда не любила балет, теперь особенно стала его тихо ненавидеть. Ведь это как так можно довести человека до такого состояния??? И ведь профессия играет далеко не последнюю роль в этом.

    Теперь о героях.

    Нина — очень неуверенная в себе девушка. В ней много комплексов, неудовлетворенных потребностей, страхов, она привыкла всегда быть доброй и скромной. Натали Портман отлично изобразила все душевные терзания этой героини.

    Лили — эдакая роковая красотка. Она потакает своим слабостям, живет сегодняшним днем, но при этом и в ней много доброты, таких девушек тоже много. Большинство думает, что они плохие, но на самом деле это не так. Мила Кунис одна из моих любимых актрис, поэтому я ей осталась довольна.

    Я во многих отзывах увидела то, что наличие интимных сцен смущает многих людей. Лично я не вижу в этом ничего постыдного. И стесняются этого как раз те люди, у которых есть подобные проблемы вроде сексуальной неудовлетворенности. У кого с этим проблем нет, они и не обратят на такие эпизоды особого внимания. Видимо в нашей стране еще осталось ханжество с легкой подачи бабушек. Но эта тема одна из главных проблем современного человека, о которой он боится сказать.

    Нина все-таки испугалась своего нового «Я». Она поняла, что ей никогда не стать свободной от ограничений. Поэтому она и убила этого нового «черного лебедя».

    Конец фильма во многом предсказуем, но это отнюдь не портит общего впечатления. Наоборот, дает восхититься силой и мужеством Нины.

    Люди! Не стесняйтесь своих желаний и потребностей! Иначе вы будете такой же шизофреничкой!

    10 из 10

    Хотя такому фильму и этого мало. Рекомендую всем скромницам и психологам.

    6 марта 2011 | 21:13

    Она хочет покорить весь мир, но не может покорить даже себя! Она, Нина — «Белый лебедь», танцовщица балета, в исполнении неподражаемой Натали Портман (заслуженный «Оскар»). Хрупкое, ранимое существо, полное комплексов. Нина мечтает получить роль Королевы Лебедей в балете Лебединое Озеро. Томас (В. Кассель), руководитель трупы, предоставляет ей этот шанс. Но Нина в погоне к самосовершенству, начинает попросту съезжать с катушек, виня при этом новую участницу трупы, которую играет Мила Кунис и которая якобы не прочь встать на место Нины любыми способами. Но не конкурентки по трупе стоит опасаться «Белому Лебедю», а своего собственного «Я», которое мешает ей совладать с собой, научиться контролировать себя. Её единственная проблема — это она сама, её спасение — перевоплощение!

    Стремление к самосовершенству вкупе с самобичиванием не приводит ни к чему хорошему, и картина «Черный Лебедь» яркий тому пример!

    Отличная режиссура, операторская работа, аудиоряд и конечно же Натали Портман, дополняя друг друга, буквально каждый кадр, каждую сцену доставляли ощущение полного морального удовлетворения, это невозможно описать словами, это чувствуешь всем своим нутром!

    Совсем нетипичная постановка, местами откровенно вызывающая, местами пугающая, местами и вовсе странная несомненно по праву делает этот фильм одной из лучших кинокартин 2010 года.

    9 из 10

    12 марта 2011 | 14:45

    Балет — это танец, танец, показывающий чувства танцоров: страсть, ненависть, любовь. Это гениальное искусство, требующее отточенности и профессионализма. Искусство, которое может понять далеко не каждый человек, не каждому оно нравится. Признаюсь, что я тоже далеко не заядлый любитель и ценитель балета. Никогда не обращал я на него должного внимания, но этот фильм заставил меня его посмотреть. Что ж, приступлю к впечатлениям от данного фильма.

    Вообще, я себе не мог вообразить, что «Черный Лебедь» окажется настолько жестоким, негативным фильмом. Но это я говорю не потому, что мне это не понравилось, а говорю к тому, что данный фильм далеко не о балете. Данная картина рассказывает о внутренней психологии человека, о разделении личности на Свет и Тьму, о преодолении себя. Главная героиня Нина, склоненная под тягостным психологическим давлением со стороны своих коллег по балету, начинает отклоняться от реальности, ей начинает мерещиться ее «черная лебедь», ее черная сторона, которая может наделать много бед. Судьба Нины чем-то и похожа на сюжет балета «Лебединое Озеро», красивая история любви и смерти.

    «Черный Лебедь» — психологический триллер, в котором есть много страшных, именно психологически страшных и таинственных моментов. Это очень необычное, красивое кино, показывающее внутреннюю борьбу в человеке с самим собой. Трудно сказать, понравился ли этот фильм, или не понравился. Потому что это кино на любителя. Жестокое, кровавое, тонкое, эстетичное кино. Но оно, несомненно, дало мне целый багаж для размышлений. После его просмотра я еще некоторое время отходил от него, вспоминая то, что увидел. Но, наверное, да, понравился мне этот фильм. Он необычен, он может встряхнуть любого своим психологическим негативом. К тому же, мне очень понравился балет «Лебединое Озеро» в этом фильме. Просто чудесно, красиво и мастерски. Меня удивляет то, что актеры то не умеют танцевать. Но ради этого фильма они научились. Молодцы! Это колоссальный труд.

    Как мне кажется, единственный минус этого фильма — это чересчур открытая эротика, которая здесь, как мне кажется, была лишней. И неприличные сцены с «ласканием себя» тоже лишние. Фильм-то совсем не об этом. Мне было не очень приятно на это смотреть. И именно избыток эротизма повлиял немного на впечатление от данной картины. А картина-то хороша.

    Несомненно, хочется отметить актерский состав, игра которого здесь просто отличная, на высоком уровне. Натали Портман — красивая, талантливая актриса, играющая необыкновенные роли. И меня поражает на какие жертвы она идет ради своих ролей. Признаюсь, она меня в этом фильме очень впечатлила. Нет слов, одни эмоции. «Лебединое Озеро» с перевоплощением из белой лебеди в черную, она исполнила так мастерски, так отточено. Просто умница, что тут еще скажешь? Так же хочу отметить сексуальную, обворожительную и не менее талантливую Милу Кунис в роли Лили, Венсана Касселя в роли преподавателя (уж простите, не помню имени), Барбару Херши в роли мамы Нины, которая очень беспокоилась за дочь, хотела защитить, обвить заботой, но депрессия и давления коллег на дочь взяло верх. Очень драматичные персонажи. Что здесь даже не до смеха…

    И в заключение хочу сказать только одно, что «Черный Лебедь» — красивый, таинственный, жестокий, кровавый, драматичный психологический фильм-триллер, который, несомненно, должен посмотреть каждый, чтобы оценить его по-своему и найти в этой драме что-то свое. Но эта картина на любителя. Психологический давящий триллер — это немного не моя стихия. В целом фильм мне понравился, я получил колоссальные эмоции. В целом понравилось, за исключением эротической линии, с которой здесь, по-моему, немного переборщили.

    P.S. Я до сих пор в трансе…

    8 из 10

    22 марта 2011 | 16:05

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 137 руб.
    Blu-Ray, 323 руб.
    подробнее

    Новости


    В недрах Американской киноакадемии зреет желание покончить с практикой выдвижения в категории «Лучший фильм» десяти картин. Если такое решение будет принято, то это будет значить, что эксперимент, начатый шесть лет назад, не удался.
     (...)
     
    все новости

    Интервью


    В «Торе 2» у меня очень много реплик со всякими терминами и сложными словами, а я все же предпочитаю понимать то, о чем говорю. Так что я просмотрела несколько раз видео про квантовую физику и теорию струн. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    19 февраля в российский прокат выходит картина «Унижение» с Аль Пачино в роли утратившего вдохновение актера, второе дыхание которому помогает обрести любовь. КиноПоиск вспоминает еще 10 картин об актерах и их нелегком труде — от лент «Сансет бульвар» и «Тутси» до «Малхолланд Драйв» и «Артиста». (...)
     
    все статьи

    Репортажи

    Оскар—2011 02.03.2011

    83-я церемония «Оскар» уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из восьми частей: ведущие «Оскара», номинанты, подготовка к церемонии, красная ковровая дорожка, церемония награждения, за сценой, press room и финальная фотосессия победителей. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Прежде чем уехать на юбилейный, семидесятый, Венецианский кинофестиваль, опровергаю бытующее мнение о том, что все звезды — в Канне и смотрю, кого я успела повидать на Лидо. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven18 259 000
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 215 500 000
    3.Век АдалинThe Age of Adaline13 375 000
    4.ДомHome8 300 000
    5.Убрать из друзейUnfriended6 244 000
    24.04 — 26.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    55.Молчание ягнятThe Silence of the Lambs8.425
    56.Джанго освобожденныйDjango Unchained8.424
    57.СемьSe7en8.424
    58.Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика8.421
    59.НокдаунCinderella Man8.415
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Боги ЕгиптаGods of Egypt97.97%
    2.МарсианинThe Martian97.77%
    3.ВозвращенецThe Revenant97.13%
    4.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II97.01%
    5.МанглхорнManglehorn96.26%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Битва за Севастополь69
    Трон: НаследиеTRON: Legacy535
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron95
    Территория27
    Женщины против мужчин15
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.365
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.871
    Территория7.475
    Ночной беглецRun All Night6.625
    Битва за Севастополь7.778
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    премьеры