всё о любом фильме:

Чёрный лебедь

Black Swan
год
страна
слоган-
режиссерДаррен Аронофски
сценарийАндрес Хайнц, Марк Хейман, Джон Дж. МакЛафлин
продюсерСкотт Франклин, Майк Медавой, Брайан Оливер, ...
операторМэттью Либатик
композиторКлинт Мэнселл
художникТереза ДеПрез, Дэвид Стейн, Эми Весткотт, ...
монтажЭндрю Вайсблум
жанр триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  13.5 млн,    Великобритания  2.67 млн,    Франция  2.65 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время103 мин. / 01:43
Номинации (4):
Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.00 (542 916)
ожидание: 85% (7623)
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
237 + 36 = 273
8.2
в России
69%
9 + 4 = 13
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Черный лебедь имеет ряд сюжетных и художественно-выразительных сходств с анимэ «Perfect blue». Это неслучайно. Даррен Аронофски ранее купил права на его экранизацию для того, чтобы снять отдельную сцену в «Реквиеме по мечте». Сам же Даррен отрицает непосредственное влияние «Perfect blue» на фильм.
    • Во время съёмок Даррен Аронофски пытался настроить Натали Портман и Милу Кунис друг против друга, чтобы еще больше усилить напряжение между их персонажами.
    • Потребовалось десять лет, чтобы сценарий воплотился в фильм.
    • По слухам, Рэйчел Вайс и Дженнифер Коннелли могли исполнить главные роли.
    • Венсан Кассель сравнил своего персонажа с Джорджем Баланчином (Георгий Баланчивадзе), один из основателей New York City Ballet.
    • Мэрил Стрип рассматривалась на роль Эрики.
    • Блейк Лайвли проходила пробы на роль Лили.
    • В первой версии сценария героиню Натали Портман звали Александрия.
    • Изначально предполагалось, что действие фильма будет происходить во Франции, а съёмки пройдут в Будапеште, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за бюджетных ограничений.
    • Первая версия сценария называлась «The Understudy». История крутилась вокруг Нью-Йоркского театра. Даррену Аронофски понравился сценарий, и он предложил перенести действие в мир балета.
    • Даррен Аронофски предложил Миле Кунис роль Лили через Skype. Миле даже не пришлось проходить пробы на роль.
    • Для роли в фильме Натали Портман похудела на 9 килограммов.
    • Съёмки всех сцен с участием Вайноны Райдер заняли 10 дней.
    • При подготовке к съёмкам Мила Кунис 3 месяца занималась балетом по пять часов в день, семь дней в неделю.
    • В детстве Вайнона Райдер пробовала заниматься балетом, но выдержала лишь только первое занятие, так как, по её словам, преподаватель был слишком строг.
    • Клинт Мэнселл написал музыку к фильму, являющуюся вариацией на тему «Лебединого озера» Чайковского.
    • Натали Портман рекомендовала Милу Кунис на роль Лили.
    • Во время съёмок Натали Портман получила травму ребер. Полное выздоровление заняло 6 недель. Также во время съёмок Натали получила сотрясение мозга.
    • За год до начала съемок фильма Натали Портман возобновила занятия балетом. Сначала она занималась по два часа в день шесть месяцев с хореографом Мэри Хелен Бауэрс, готовясь к нагрузкам постепенно, чтобы набрать силу и гибкость и ничего не повредить в процессе дальнейшей работы. Затем стала заниматься по пять часов в день, а также добавили плавание. Где-то за два месяца до занятий с хореографом, она проводила с Мэри Хелен по восемь часов в день.
    • еще 16 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8930 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    6 лет прошло прежде чем я наконец-таки посмотрела этот фильм. А не хотела ведь в свое время его смотреть — у меня был уже опыт просмотра картин с большим количеством наград, которые в итоге оказывались полной, извините, лажей, да и столько критики писали про него, что фильм тяжелый, очень психологически трудный и тра-тата и тра-ляля. И я фильмы такие старалась не смотреть долгое время, но что-то вдруг решилась, выбор пал на «Черный лебедь» 2010 года.

    Поскольку рецензия красного цвета, то есть отрицательный отзыв, то придется мне пояснить, почему таково мое мнение об этом «шедевре».

    1. Тема фильма — жизнь артистки балета, которая теряет границы вживания в роль, и начинает страдать раздвоением личности.

    Что ж — психологические драмы меня всегда радовали, они заставляют задуматься, иногда их хочется пересматривать, но чаще — это кино одного раза — для поучения так сказать. Тема не новая, даже скорее избитая, просто ее интересно подали в том смысле, что балет уже давно считается чем-то вроде «зрелища не для средних умов», для эстетов, прочей публики, понимающей произведения по движениям тонких балерин и балеро. Балет люблю, но не хожу на него. Если его хочется посмотреть, то исключительно в одиночку.

    Балет «Лебединое озеро» достаточно грустное произведение с не сказать что глубоким смыслом, но если любовь уже не является глубоким смыслом, тогда куда мы катимся? Так и здесь — героиня Нина, которую плохо, но старательно пыталась сыграть Натали Портман, этакое эфемерное трудоголичное существо, у которого нет своего мнения, но есть дикое желание танцевать главные партии в одной из лучших трупп. Нина мне понравилась своим желанием добиться хоть какой-то цели в жизни, ведь ее мать — оборотная сторона медали, — то, что будет, если ничего не добиться. Этакая моральная тиранша, которая скорее ненавидит дочь, чем любит, так как воспринимает ее исключительно как инструмент, которым можно попытаться оставить след в неудавшейся карьере, да и жизни.

    Еще интересную роль сыграла Мила Кунис — это всевдоподруга Нины, балерина, но которая скорее Черный Лебедь, в то время как Нина — исключительно воспринимается как Белый. Об этом ей постоянно твердит Тома — режисссер-постановщик, хореограф и т. д и т. п. В общем директор, руководитель начальник. Этого подонковатого героя, который пытается раскрыть Нину всеми возможными способами, сыграл Венсан Кассель. Как же он был хорош — это его роль, а сцена, когда он «попытался» достучаться до Черного лебедя Нины — одна из моих любимых.

    2. Взаимоотношения. Они очень сложные, даже тяжеловаты для восприятия, потому что это мир искусства, который рождается и живет в зависти, ненависти, разврате, каком-то окуренном мире. В центре всех действий-Нина, большую часть фильма она плачет, танцует (хотя это трудно назвать балетом, движения просто ужасные, но Портман, да и остальные девушки — не балерины) и с каждой минутой становиться все маниакальней, что приводит к видениям галлюцинаций, странным снам и видениям. Да и если честно, я к середине фильма уже сама перестала понимать, что правда, а что неправда…

    3. Игра. Мне очень понравился Венсан Кассель — роль вроде бы шаблонная, но он ее сыграл на отлично. За что дали Оскар Портман, я не понимаю. Наверное, за старание, но никак за отличную игру. Я ей не верила ни разу, возможно, она слищком стара для этой роли, и надо было взять действительно молодую девушку инфантильного характера, этакую Белую Лебедь — чистую и прекрасную, но которая бы смогла правдиво показать борьбу и перевоплощение в томную женщину, темную и обваликивающую, как Черный Лебедь. Еще хотела отметить кратковременное пребывание Себастиана Стэна, который очень легко сыграл парня из ночного клуба — достойно и профессионально, без фальши и блестящих «кошачьих» глаз. Хотя было странно его здесь видеть, все-таки боевики и ужасы ему больше подходят.

    4. Игрушки в комнате Нины. Это был просто розовый кошмар. Когда я увидела комнату балерины, то поняла, что немудренно с ума сойти в таких условиях — когда тебе уже далеко за 20 (как я поняла), ты умеешь только крутить фуэте, мама тебя стережет как собака, а директор хочет растрясти исключительно плотскими утехами, да и плюс у тебя в комнате проживает не меньше 3 десятков плюшевых мишек, заек и котиков.

    5. Финал — очень банальный, неинтересный, неубедительный. Фу, какая гадость. С галлюцинациями Даррен Аронофски явно перегнул, уже не верилось и смотреть не особо хотелось, чем закончится, потому что единственный финал, который должен был быть — это смерть, как и в «Лебедином озере», где прекрасная Королева лебедей сбросилась со скалы, не простив предательства любимого. Хотя «любимого»-то тут и не было, опять же — все фантазии глупенькой Нины.

    6. Мелкие детали — очень порадовали: когда снимали исключительно ноги балерин, все в синяках, кровоподтеках, но такие тонкие и красивые в чулках и пуантах; когда показали, как готовятся эти самые пуанты; как проводит осмотр балерин врач; как проходят тренировки не только основных актеров, но и кардебалета; как гримируются и т. д.

    В общем, считаю фильм неинтересным ни с какой стороны, правда, что касается секса и прелюдий — то здесь с этим все нормально. И все. С очень сильной натяжкой

    5 из 10

    20 мая 2016 | 23:09

    Какой-то невероятный фильм, который не просто производит впечатление, а оказывает на тебя какое-то разрушающее действие. Очень жуткая и одновременно красивая история, и эта ужасная, страшная красота просто пугает, на протяжении всего кино я пребывала в состоянии полнейшей отрешённости от реального мира, растворившись в закулисных интригах и блуждая в лабиринтах человеческой души. Души, на осколках которой в финале был исполнен танец, уничтожающий те крохи самообладания, которые успели сохраниться к этому времени. Я дышать забывала порой, какие тут ещё могут быть слова?

    Побороть страхи. Убить в себе себя. Достичь совершенства!

    Хочу только помимо прекрасной Портман отметить не менее прекрасную Вайнону Райдер. Я не так много фильмов смотрела с этой актрисой, но каждый раз она меня восхищает, её появление здесь, в целом минут на десять общего экранного времени, очень запомнилось — шикарный образ.

    10 мая 2013 | 03:36

    Когда я садилась в очередной раз поискать, что же посмотреть, мне вспомнилось, что так и не дотянулись руки до «Чёрного лебедя» — а ведь у многочисленных подружек были такие отзывы об этой картине! «Шедевр, глубина, чувства, неописуемая красота…» Именно этого я и ждала, но…

    Во-первых, я думала, что это фильм про балет. Не только про балерину, а про балет целиком — целая труппа порхающих в кадре тростинок, изящные па которых умело вплетают в повествование. Не то чтобы не было этих порхающих, но обычно порхала в кадре только Натали Портман — под стать героине «без всякой страсти». Удовольствия от такого балета получить не получается, да и героиня быстро приедается, но других балерин к тому времени уже не ожидаешь.

    Во-вторых, я думала, что этот фильм красивый. Но красоты не было. Единственный плюс за финальный танец — да, вот это красиво, но в целом фильм для меня стал скорее чем-то арт-хаусным и непривлекательным, со всей изнанкой, которую так любит показывать арт-хаус. Трясущаяся камера, невнятные передвижения в кадре, обычные квартиры, обшарпанные помещения — нет удовольствия в этой картинке. А эротические сцены откровенно внушали отвращение — они не давали наслаждения. Никакого. Тонкому ценителю их хотелось перематывать.

    А ещё я думала, что это фильм о Женщине. О простой прекрасной женщине-балерине со своими бедами, своим соперничеством и великой страстью к балету. А это фильм о шизофреничке и её галлюцинациях… Где чувства, я вас спрашиваю? Где глубина переживаний главной героини, которую мне обещали? Она только мастурбировала и ловила глюки весь фильм.

    Возможно, не понимаю я этой хоррор-красоты, но фильм оказался тяжёлым, неприятным и тягучим. Ощущения неприятные, вспоминать фильм в будущем не хочется.

    3 из 10

    За все усилия, приложенные актрисами, и за финальный танец.

    17 декабря 2013 | 20:30

    Вроде бы все сложилось.

    Я люблю балет. И Натали Портман тоже. Балет, правда, больше.

    Однако, фильм я посмотрела не сразу. Что-то останавливало. Но решившись посмотреть этот фильм, я не пожалела. Более того, я в восторге.

    В восторге от идеи, от ее реализации, от игры актеров, от моих впечатлений и переживаний, оставшихся после просмотра. Фильм действительно потрясает.

    Героиня Натали Портман — Нина — одержима балетом. Она — воплощение чистоты, непорочности, невинности, и она идеально подходит на роль Белого лебедя. В глубине души Нина — ребенок, дитя, она живет в розовом мире, созданном ее матерью. Когда ее заветное желание — получить главную роль, сбывается, она становится одержимой идеей достичь совершенства. Но ее сомнения, страх, неуверенность в себе приводят к глубоким психологическим переживаниям. Все это усугубляется чрезмерной опекой матери и появлением ее главной соперницы за роль — Лили.

    Еще одна проблема Нины — ее замкнутость. Она потеряна, закрыта. Она стремится к совершенству движений, однако, забывает о том, что балет — это не просто техника, это чувственность, эмоциональность. Ей необходимо «забыть про контроль, отпустить себя», как и советует ей ее учитель, наставник и вдохновитель.

    Танец с ним намного эмоциональней, откровенней, чем танец с партнером. Он пытается открыть в ней другую грань, но ничего не выходит. «Это я тебя соблазнил, а надо, чтобы было наоборот». Она хотела быть соблазненной, она была влюблена, или ей казалось, что она влюблена. Да и можно ли не влюбиться в того, кто тебя вдохновляет?

    Чтобы достичь совершенства ей необходимо открыть в себе темную часть, разбудить в себе страсть, стать Черной лебедью. Иначе роль достанется ее главной конкурентке. В противоположности Нине, Лили — символ женственности, сексуальности, порочности и свободы.

    Отчаянные попытки обрести свободу, попытки раскрепоститься, разбудить в себе сексуальность приводят к еще большим психологическим проблемам. Она находится на грани срыва и может потерять свою роль, потерять все.

    С одной стороны, здесь явно вина матери, которая оградила свою дочь от внешнего мира, пытаясь защитить ее от той ошибки, которую совершила сама, ошибки, которая лишила ее возможности добиться успеха. Желая для своей дочери лучшей судьбы, главной роли, а не ролей второго плана, она подтолкнула свою дочь к такому состоянию. Однако, ее можно понять — она безумно любит свою дочь, но и еще больше любит балет.

    Самое главное в погоне за совершенством — не потерять себя. Нельзя стать безупречной, ведь лишь наши недостатки делают нас отличными от других.

    В конечном итоге оказывается, что самый главный конкурент и противник, единственный, кто может помешать Нине — отнюдь не Лили, не любовь матери, а она сама.

    Эта роль стала сильнее ее. Эта игра становится важнее жизни. Это безумие, где смерть стала неизбежным финалом и платой за достигнутое совершенство.

    Советую всем кто любит балет, кто не прочь покопаться в себе и всем, у кого есть мечта.

    10 из 10

    12 мая 2013 | 15:32

    Совершенство, невероятная пластика, гибкость и нестандартность Аронофски поражает и завораживает. Чувство беспокойства не покидает, и от кадра к кадру все сложнее уловить тонкую грань проведенную режиссером, тонкую грань между жанровой принадлежностью фильма. Очень порадовало, что создатели не ушли в выдуманный мир, не фантазировали, а пошли дальше, и сквозь весь этот Мир главной героини, показали, что же на самом деле с ней происходит. Преодоление боли, нервы натянутые до предела, и только одно желание, одна цель, ради которой можно пойти на все -Быть Совершенной, Быть лучшей! Аронофски показал нам весь путь от Белого лебедя к Черному, от добра к злу, от наивности к силе духа, от простой балерины до настоящей королевы лебедя!

    Невероятный актерский ансамбль, настоящие мастера своего дела, актеры, которые так же как и их герой, люди из мира балета, отдаются своей профессии полностью и безоговорочно. Жертвы на которые шла Натали Портман ради роли, достойны уважения. Ее игра, многогранная и в чем то даже резкая, доносит до зрителя всю гамму ощущений и переживаний главной героини. Нина предстает перед нами хрупкой и робкой девушкой, и как же глубоко и полно Портман раскрывает нам ее характер на протяжении всего фильма. Натали заслуженно получила заветную статуэтку, и еще бесчисленное количество наград. Она долго шла к своей цели, шла к этой роли.

    Венсан Кассель, как всегда, чертовски обаятелен. Сложно себе представить другого актера на роль балетмейстера, учителя, наставника. Его уроки, слова, советы, жесты, он просто обволакивает Нину черными перьями. Силой и упорством, но он добивается своего. Очень многое зависит здесь от него, от наставника, без которого, у Нины ничего бы не получилось. Также порадовала Мила Кунис. Очень перспективная актриса, достойно исполнившая роль соперницы главной героини. Все эти и другие герои сыграли огромную роль в становлении Нины, в ее перевоплощении. Если бы ни эти персонажи, она никогда бы не пришла к свой цели.

    И тут возникает вопрос. А добилась ли Нина своего, стала ли она совершенной!? На мой взгляд, все то, что происходило с ней на протяжении всего фильма стоило того, чтобы хотя бы на пять минут почувствовать себя настоящей королевой, истинным совершенством. И пусть все закончилось не так как ожидалось, она слышала эти восторженные крики, эти аплодисменты, она смогла добиться своего, она выиграла по крайней мере для самой себя, хотя и пожертвовала ради этого тоже по сути самой собой. Но все это того стоило. Она стала Совершенной.

    Остается только приклониться перед гением Даррена Аронофски, и ждать новых совершенных шедевров!

    10 из 10

    28 февраля 2011 | 09:35

    История балерины. История девушки.

    Это фильм не просто о балете и соперничестве. Это фильм о взрослении, об искустве, творчестве, актерстве. Фильм-метафора: на сцене артист проживает жизнь, страдая и умирая по-настоящему. Просто некоторые потом возвращаются. А некоторые жертвуют свою жизнь — жизни на сцене. Они не возвращаются. Но они — совершенство.

    В фильме есть музыка. Это не саундтрек, это именно музыка. Обычно я совсем не вижу разницы: что играет, то и музыка. Но саундтрек — это всегда фон. хороший, плохой, яркий, блеклый, но фон. В «Черном Лебеде» звучит музыка. Музыка, которая подчиняет себе героиню и режиссера, сюжет, оператора… Музыка, которая с первых нот вырывается и рушит такие святые рамки экрана, подчиняя себе зрителя, заставляя его завороженно слушать, смотреть, дышать в такт. Фильм начинается музыкой и заканчивается аплодисментами. Сложно, сложно оценивать Аронофски, говорить о режиссерской работе, потому что кажется — фильм сам себя снял. Как будто он взял и просто появлся. Наверное, это и есть настоящее мастерство — сделать шедевр и уйти на шаг в тень, не кричать «смотрите, какой я молодец! это мое! я!».

    Портман. Честно говоря, мне показалось, что она слишком долго(слишком много экранного времени в конкретном фильме, я имею в виду) играла серую мышку, испуганную, напряженную, зажатую. Только в финале появляется Черная Лебедь. Но тем сильнее оказался финал. Портман хороша, хотя были моменты, когда было видно возраст. Первый раз магия экрана не скрыла то, что Портман уже не девочка. Морщинки, мимика, опыт в глазах. Хотя смеется она все так же. Все так же как и в 12 в «Леоне». А остальные? А остальные хороши, и каждый яркий по своему. Яркий, самодостатчный и самое главное — в меру. Никто не тянет одеяло на себя, все актеры работают одной сплоченной командой. Это так редко, так особенно.

    Такие замечательные костюмы, такой чудесный оператор. Весь фильм — это сила и гармония. Можно говорить много умных слов. Но гораздо важнее другое. Я прожила этот фильм. Я почти физически ощущала то, что ощущала главная героиня — усталость, загнаность, опьянение, оргазм. Фильм снят для меня. Про меня.

    Я умерла в конце вместе с ней.

    10 из 10

    15 февраля 2011 | 13:57

    Картины о балете или же о его представителях — согласитесь, явление для кинематографа чрезвычайно редкое. В обычной-то жизни многие из нас с этим понятием не сталкиваются, а тут кино. Однако, стоит только узнать, кто этот самый фильм снял, идея и его тема усваиваются в голове как само собой разумеющееся.

    Как вы поняли, речь идет о не безызвестном Даррене Аронофски, автора таких проектов, как своеобразный «Реквием по мечте» и великолепный «Рестлер». Аронофски уже давным-давно вошел в историю, как один из своеобразнейших режиссеров современности. Своеобразие его заключается не в каких-либо изощренных или же новаторских способах съемки (таковых у него как раз-таки не наблюдается), дело тут в материале, с которым он работает. Если «Реквием» вызывал буря эмоций, как положительных, так и отрицательных, ведь затронута там весьма насущная для человечества тема, то «Рестлер» напомнил нам, что еще можно снимать фильм о «судьбе человека». Картина, о которой речь пойдет в дальнейшем, продолжает проторенную самим же Аронофски дорожку, повествуя нам о весьма и весьма необычной истории, истории о «белом и Черном лебеде».

    А дело было так. Жила была одна очень уж талантливая балерина, которая ради главной партии готова из кожи вон лезть, что бы ее получить. И вроде бы все идет по плану, но тут у нее появляется конкурентка, девушка-противоположность нашей героине. День за днем некогда лидер труппы теряет свои позиции, соперничество между двумя девушками обостряется. Однако их обоюдный курс на налаживание контакта приводит в необратимым последствиям.

    Я лично, этот фильм ждал, ждал очень сильно. И дело тут не в высоких рейтингах, многочисленных номинациях на всевозможные кинопремии, дело даже было не в Аронофски, все дело в трейлере, который я посмотрел некоторое время назад. А именно, что меня в нем удивило, так это атмосфера. Гнетущая, темная и тяжелая картина — такой поначалу показался мне «Черный лебедь». Я такие картины всегда жаловал своим вниманием, тем более там снялась, самая, по-моему мнению, талантливая актриса своего поколения. К моей же радости, кино оказалось таким же атмосферным, коим был и трейлер, хотя в последнем авторы, безусловно, многие вкусности утаили.

    «Черный лебедь» — это тяжеловесный триллер, который очень метко превращается в самую настоящую драму, повествующую о тяжелой судьбинушке современных танцовщиц балета. Конечно мы и до этого знали, что работенка эта не из легких (хотя где бывает легко), но все же те нагрузки, которые испытывают эти хрупкие девушки, способны выдержать не все. Режиссер изнутри показывает нам всю эту балетную систему, показывая, на что готовы танцовщицы в тех или иных ситуациях. Но суть картины не в этом. Аронофски акцентируется, на «мистической» линии. Естественно рассказывать я ничего не буду, ибо неблагодарное это дело, но скажу одно — борьба между двумя балеринами действительно захватывает.

    Кино затягивает. Это не масштабный проект, изобилующий дорогими декорациями и спецэффектами, это кино, простите не из той оперы. Однако насколько красив, насколько грациозен и изящен «Черный лебедь». Невозможно оторваться от происходящего, это кино манит, оно притягивает своей красотой и элегантностью. Я лично, подобной киношной красоты очень давно не видел.

    Актерская игра, куда уж без нее, тем более что здесь она примечательна и приоритетна. Как я уже упомянул, Натали Портман, по моему мнению, является самой талантливой актрисой своего поколения. Она уже конечно и раньше демонстрировала нечто неплохое, но все это по большей мере были картины и роли второстепенные. Нина — первая ее серьезная и главная роль. И как в последствии оказалось, лучшая на сегодняшний день роль. Диапазон ее игры здесь очень широк. Портман играет «сладкую девочку», паиньку, которая всю себя отдает своему любимому занятию — балету. Она не знает других радостей жизни. Балет — все для нее. Глаза на мокром месте, отсутствие как таковой улыбки — вот как поначалу мы видим героиню. Но потом начинается совершенно потрясающее перевоплощение, подобно перевоплощению белого лебедя в черного. С каждым новым кадром мы видим совершенно иную Нину. Нервные срывы, постоянные крики, всплеск эмоций, красные глаза в прямом и переносном смысле — Портман преображает свою героиню до неузнаваемости. Из хрупкой девочки она «лепит» яростную и властную женщину, не чурающуюся никаких правил. Стоит ли говорить в очередной раз, что Портман сыграла бесподобно, ей веришь и знаменитая фраза не менее знаменитого Станиславского здесь уж точно не к месту. Портман должна за эту роль получить «Оскар».

    Очень сильно удивил Венсаль Кассель. Совершенно не типичный для него образ получился у актера очень и очень не дурно. Практически не слышно акцента, очень четкие диалоги, эмоциональный минимализм — от него подобного обычно не получаешь. Большие сомнения по поводу игры Милы Кунис. Соглашусь, весьма не дурно, но не дурно по сравнению с «Максом Пейном» и «Книгой Илая». По крайней мере номинация на «Золотой глобус» чрезвычайно сомнительна. Если же в общем подводить итог по уровню актерской игры, состав фильма, актерский состав, показался мне чуть ли не самым удачным в этом году. Плюс еще уважение актерам за их мастерство балета, чему научиться очень и очень сложно.

    Черный лебедь поражает своей гениальной неспешностью. На экране практически минимум действий, но максимум удовольствий. Классические композиции, пожалуй, самого знаменитого балета в мире к в первый раз производят неизгладимое впечатление.

    Финал «Лебедя» удивителен и неожидан. Под блеск софитов мы прощаемся с труппой, со зрителями, с героиней. Логичен ли этот финал, думается что да, ведь «Лебедь» — фильм-представление, фильм-спектакль, который не хочется отпускать после его завершения.

    Сомнения по поводу того, что один из лучших фильмов года рассеиваются окончательно после просмотра. Получит ли этот фильм главный «Оскар» за «Лучший фильм года» — все возможно, но почему-то я склонен дать отрицательный ответ, хотя лично мне бы этого очень хотелось. «Черный лебедь» — это очень стильное, сексуальное и эффектное кино, знакомство с которым уж точно не может ограничиться одним просмотром. Браво! Почти совершенство!

    9 из 10

    12 января 2011 | 20:43

    Интересно, в новом фильме Аронофски так много крови, потому что триллер или потому что правда? Правда, что творчество — ее проливание, переливание, выплескивание… истекание кровью?

    «Вскрыла жилы: неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь…». Цветаевская формула восторженного и созидательного самоубийства творца — выплеск в мир дара переполняющего (вместе с жизнью через добровольчество боли).

    Да. Кровь в «Черном лебеде» — не жанровая прибавка, но концепт. И в фильме она именно хлещет. Причем в очевидной градационной последовательности: от капельки-царапинки — до раны-лужи. И каждый сам решит, насколько она чиста, насколько очищены ею искусство и… жизнь, насколько спонтанно, естественно, честно ее выплескивание.

    «Я брал острую бритву и правил себя. Я укрылся в подвале, я резал

    кожаные ремни, стянувшие слабую грудь… Я ломал стекло, как шоколад в руке. Я резал эти пальцы за то, что они…». В песни Nautilus (в тон знаменитому тютчевскому тексту про близнецов) уравниваются, как кровные родственники, любовь и самоубийство. И тут все эти порезы, надрезы, стягивания понятны, психологически обоснованны.

    Интересно, что за «любовь» такая толкает героиню Аронофски на ее странные «правки» тела? За что она себя так и зачем? Боль окрыляет? Позволяет перейти грань, за которой — открытие истины? Вырваться из себя в безупречность? Ведь преодолеть боль, приворожить ее, свыкнуться с нею — это же словно одолеть свою телесность, т. е. то, что удаляет от совершенства, природа которого сверхтелесна, сверхтленна, сверхестественна…

    Лебедь Одетта — Нина (Н. Портман) живет в свете истины; белизна и чистота ее — балет и тот совершенный образ, что она мечтает воплотить на сцене, увековечив свое имя, обретя славу, величие (Нина в переводе — «царственная», «великая»). Аронофски подкидывает нам парочку саднящих вопросов. А можно ли создать совершенство не став им? И может ли совершенство выковаться только из белого, сияющего, горнего, вечного? Или познать и сотворить его можно лишь слившись с его второй вершиной, второй бездной — нижней, где чернота, мрак, дно зияющее, тлен и смерть?

    Вдумайтесь только: почему и зачем режиссер выбрал именно балет «Лебединое озеро»? Чайковский создал саму идеальность, непревзойденность. С этим не поспоришь. Но совершенство его творения и в том, что Одетте непреложно сопутствует и сопричастна Одиллия.

    Но нет завиднее удела,
    О лебедь чистый, твоего -
    И чистой, как ты сам, одело
    Тебя стихией Божество.
    А как же быть с тенью на воде?

    Одетта и Одиллия — тандем, двойня, пара, некая единая хоть и, как водится, дробящаяся трусливым сознанием величина. Вот только подсознание-то их, возможно, не разделяет, и в нем двойственность дев есть цельность, столь же страшная, сколь красивая, столь же виновная, сколь правая. В сумерках подсознания, вполне возможно, им свободно вместе: черная и белая, добрая и злая, горняя и дольняя, истинная и иллюзорная…

    О вещая душа моя!
    О, сердце, полное тревоги,
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!..

    Таково тютчевское прозрение о двуединстве души, о котором потом так много скажут миру Достоевский, декаденты и Цветаева: «человек заслуживает ада. Но и сада Семиверстного».

    Только если мы — просто люди — живем не замечая ряби границы, пульсации порога, прячась от тревоги двоения в неведении, в снах повседневности, то творцы постоянно ранятся острием грани, а иные идут по ней так истово и безоглядно, что ноги — в кровь.

    Аронофски подбрасывает смысл: нет ни одной великой маски, ни одной большой роли, которая не отразилась бы в жизни, не срослась бы с нею и не была бы ею оплачена. Творец и творение в «Черном лебеде» слились, срослись, обнаружились друг в друге. И так совершенство достигнуто, так руки переплавились в крылья. А белые крылья вздымаются до небес или черные (черные!), неинтересно, да и неважно, если речь идет об Искусстве. В этом и всесилие, и слабость, и рабство, и свобода художника: против солнца или посолонь, вверх или вниз, «добро иль зло творю — о том не рассуждаю»…

    «Совершенство — это не только самоконтроль, но и умение отпустить себя…», — внушает Нине «злой дух» Тома (В. Кассель), т. е. умение впустить в себя хаос, вместить не вмещаемое, перемешать начала и концы, доброе и злое:

    Всесилен я и вместе слаб,
    Властитель я и вместе раб,
    Добро иль зло творю — о том не рассуждаю,
    Я много отдаю, но мало получаю,
    И в имя же свое собой повелеваю,
    И если бить хочу кого,
    То бью себя я самого.

    Да. Тютчев словно о ней. Весь фильм Нина, настойчиво и немилосердно чистясь от несовершенств (трусость, безволие, инфантилизм, нерешительность, несвобода, скованность), била себя, ранила, ломала, царапала. Но что же именно ее убило? Неистовое вожделение белизны или мрак черных крыл, спеленавший душу манией творить во имя самой себя? Страсть к совершенству и безупречности (сродни романтической установке «мне нужно то, чего нет на свете») или жажда славы и превосходства? Кто же ее настоящий убийца — черный или белый лебедь? И какого цвета ее живая душа, изведавшая самоубийственный искус искусства и соблазняющий зов его? Отпусти, отпусти себя, отпусти…

    7 мая 2014 | 10:54

    Даррен Аронофски, доказывает еще раз, что он — абсолютный гений в современном мире кино, и он может работать в любом жанре и заставить его выглядеть красивым, реальным, захватывающем, и остающийся с его определенным визуальным стилем, является одним из лучших режиссеров современности. После просмотра данного фильма, я уверен, что только что посмотрел шедевр, но в то же самое время я чувствую, что мне только что переехала колонна грузовиков. Прошло некоторое время прежде, чем я достаточно успокоился для того, чтобы лечь спать.

    «Черный Лебедь» — пятый художественный фильм Аронофски, и возможно даже превосходит такой восхитительный фильм, как «Реквием по мечте». Фильм о балерине, Нине (Натали Портман), которая испытывает давление от ее постановщика, ее матери, ее конкурентов, ее физических болей, ее личной нужды в прекрасном выступление. От всего этого Нина начинает сходить с ума, особенно ее сумасшествие начинает проявляется, когда появляется сексуальная и распущенная дублерша(Мила Кунис), которая способна заменить ее. Нине как раз таки и не хватает этой сексуальности и распущенности, по версии постановщика (Венсан Кассель), для полного соответствия доверенной роли.

    Аронофски показывает нам историю женского обучения и выполнения балета «Лебединого озера» с добавлением сверхъестественного. История является неотразимой и настолько же чертовски жуткой в то же самое время. «Черный лебедь» — это кино не о балете, балет в нем является только фоном, на самом деле фильм про душевное и физическое самосовершенствование и про те сложности, которые приходится встретить на пути к нему. Фильм снят в очень хорошем стиле: красиво, соблазняюще и пугающе. Сцены балета все являются очень тонкими и мягкими, хореография на высшем уровне, но все же всегда держат нас в напряжение. Эта напряженность в конечном счете прорывается, поскольку фильм время от времени переключается на более волнующие моменты. Но больше всего в фильме удалась концовка. При просмотре финала испытывал такие чувства и переживал такие ощущения, что никакими словами их нельзя описать. Такой мастерски обработанный, продуманный и поставленный кульминационный момент, мог нам показать только Аронофски.

    Актерский состав подобран идеально. Натали Портман продемонстрировала самую лучшую актерскую игру в своей карьере, да и пожалуй это лучшая актерская игра за 2010 год, что подтверждают бостонские кинокритики, а также еще 14 организаций, признавших эту работу «лучшей ролью года» и главным фаворитом Оскара. Она превосходна показала нам образ Нины. Ее преобразования через фильм вызывают беспокойство и очень увлекательно смотреть за ее действиями. Натали Портман изумительно передала нам эмоции Нины. Мы видим то, что она видит, мы испытываем то, что она испытывает, и иногда это — действительно печально и страшно. Остальные актеры также были хороши в актерской игре. Мила Кунис, превосходно сыграла «плохую девочку» Лили. До этого она еще никогда не играла на столько серьезную и сложную роль. Думаю у нее большие шансы выиграть в номинации на Золотой Глобус. Винсент Кассель, который показал нам персонажа с очень сильным характером. Барбара Херши, которая сыграла маму Нины так, как будто была рождена для этой роли. А также Вайнона Райдер играет незначительную роль Бет, но подчеркивает жестокость, которая является конкурентоспособностью в танцующем мире.

    Музыка была просто великолепна! Классические мелодии в новой вариации Клинта Мансэла стоят больших похвал.

    Аудитория увидела новую сторону балета и театра, которую не часто показывают в популярных фильмах. Борьба «добра» против «зла» была представлена методическим и интригующим способом. Фильм должен посмотреть каждый кто любит кино! Я ставлю 10 из 10 и в будущем посмотрю еще не раз данный фильм!

    10 января 2011 | 05:07

    Фильм безупречен просто по всем параметрам. Безупречен как невинный облик Натали-Нины в ее белой пачке и розовых пуантах, безупречен как исполняемая ею партия белого лебедя, безупречен как последний страстный поцелуй с Касселем, безупречна музыка Чайковского к бессмертному «Лебединому озеру»

    Смотрится на одном дыхании и во всем присутствует нерв, отрываться просто нельзя. Это, безусловно, лучшая роль Портман и она достойна Оскара как никогда. Это новая веха в ее карьере, новая роль, достойная оваций, как и партия лебедей в спектакле. Роль очень сложная технически — каково это актрисе стать балериной, но еще сложнее психологически- от «сладкой девочки», маминой дочки стать настоящим черным лебедем, жестоким, независимым, соблазняющим.

    Этот фильм не столько о мире балета, о соперничестве, о технической стороне постановок, сколько о наших внутренних переживаниях, борьбе, сложностях быть лучшим во всем, о том, как люди переносят свою карьеру в свою жизнь и как это их меняет, становится их крестом и наваждением. Нина танцует в труппе уже 4 года, она самая старательная ученица, каждое ее движение безупречно, каждое па отточено. Но для исполнения партии черного лебедя ей чего-то не хватает. Так почему же Тама дает ей этот шанс, почему он в последний момент передумывает? Тот поцелуй, который он силой вырывает у Нины дает ему понять, что внутри ее есть потаенные страсти, ей та порочная сила, которая влечет мужчин, так же как невинность и сдержанность. Раскрыв это, заставив выплеснуть наружу, можно получить нужный результат, что намного интереснее, чем ставить на эту роль Лили, у которой все это выходит более естественно и раскованно, но нет в ней врожденной невинности и прелести, которая способна очаровать и влюбить самого искушенного зрителя.

    Кассель не просто балетмейстер, который получает каждую балерину, которую хочет, он пытался помочь Нине, заставив полюбить саму себя, оценить свою красоту, воплотить ее в танце, пусть даже это будет на грани острого желания к нему самому. Ведь он даже и не подозревал, сколько внутренних демонов это всколыхнет в Нине, как заставит ее бороться за эту роль и к чему в конечном счете приведет. Кассель очень понравился в этой роли, он баллонсирует на грани истеричной любви к балету, самоотдачи, любви всего безупречного, прекрасного, одухотворенного, и в тоже время он необыкновенно харизматичный мужчина, талантливый, привлекающий каждую женщину и заставляющий бороться за его внимание и одобрение. Нельзя винить его в том, что произошло с Ниной, он не мог и предположить, с какой хрупкой психикой он имеет дело.

    Удачно появление на экране Вайноны Райдер, для нее это хорошая возможность показать себя, за последнее время она мало появляется в большом кино, только интересней было бы, если бы она что-то станцевала и как бы передала свое место новой приме Нине, так как она воспринимается именно как ее преемница, они даже визуально чем-то похожи.

    Отдельно хочется отметить саму премьеру — это лучшая сцена и итог всей борьбы. Боже, как прекрасна, одухотворенна и невинна Портман в партии белого лебедя, она летает по сцене в белой пачке, розовых пуантах и сверкающей короне на голове. Сколько в ней страсти, жесткости, желания, когда она танцует Одиллию и момент, который достоин самых бурных оваций — в порыве соблазнения, в порыве танца у нее за спиной вырастают черные крылья, которые окутывают ее с ног до головы подобно черному грозному облаку, которое предвещает беду. И этот поцелуй, которым она буквально впивается в Касселя за кулисами — вот он результат всех этих уроков — она стала черным лебедем, как и должна была, только сцена перенеслась в ее жизнь, стала ее сущностью, ее наваждением. И последний акт, когда она вновь белый лебедь, на волне отчаяния, последнего вздоха взлетает на лестницу и падает со словами «Я безупречна, я идеальна» — да она отыграла свою партию и сою жизнь. И как итог слова мужчины-вдохновителя — «Моя маленькая принцесса»

    27 февраля 2011 | 22:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 528 руб.
    подробнее

    Новости


    Дженнифер Джейсон Ли присматривается к «Аннигиляции» Алекса Гарленда. Кейт Уинслет подумывает присоединиться к актерскому составу «Побочной красоты». Идрис Эльба может оказаться в романтической драме «Между нами горы». Дэнни МакБрайд ведет переговоры об участии в фантастике «Чужой: Завет». Подробности кастингов — в дайджесте КиноПоиска(...)
     
    все новости

    Интервью


    В «Торе 2» у меня очень много реплик со всякими терминами и сложными словами, а я все же предпочитаю понимать то, о чем говорю. Так что я просмотрела несколько раз видео про квантовую физику и теорию струн. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    19 февраля в российский прокат выходит картина «Унижение» с Аль Пачино в роли утратившего вдохновение актера, второе дыхание которому помогает обрести любовь. КиноПоиск вспоминает еще 10 картин об актерах и их нелегком труде — от лент «Сансет бульвар» и «Тутси» до «Малхолланд Драйв» и «Артиста». (...)
     
    все статьи

    Репортажи

    Оскар—2011 02.03.2011

    83-я церемония «Оскар» уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из восьми частей: ведущие «Оскара», номинанты, подготовка к церемонии, красная ковровая дорожка, церемония награждения, за сценой, press room и финальная фотосессия победителей. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Прежде чем уехать на юбилейный, семидесятый, Венецианский кинофестиваль, опровергаю бытующее мнение о том, что все звезды — в Канне и смотрю, кого я успела повидать на Лидо. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Angry Birds в киноAngry Birds375 241 027
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War172 524 967
    3.Экипаж60 036 515
    4.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur16 759 506
    5.Голограмма для короляA Hologram for the King13 402 357
    13.05 — 15.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 646 933518 842
    Деньги675 935 425 руб.181 144 455
    Цена билета255,37 руб.15,36
    13.05 — 15.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    235.Леди и бродягаLady and the Tramp8.066
    236.Максим Перепелица8.066
    237.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.066
    238.Однажды двадцать лет спустя8.065
    239.РусалочкаThe Little Mermaid8.064
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Полный расколбасSausage Party89.95%
    52.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.93%
    53.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.91%
    54.Джек Ричер: Никогда не возвращайсяJack Reacher: Never Go Back89.49%
    55.Три икса: Возвращение Ксандера КейджаxXx: The Return of Xander Cage89.44%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Последний из могиканThe Last of the Mohicans46
    Конец каникул4
    Игра в имитациюThe Imitation Game250
    ДвойникThe Double54
    Идеальный деньA Perfect Day8
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.638
    Angry Birds в киноAngry Birds6.553
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.787
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.155
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры