всё о любом фильме:

Чёрный лебедь

Black Swan
год
страна
слоган-
режиссерДаррен Аронофски
сценарийАндрес Хайнц, Марк Хейман, Джон Дж. МакЛафлин
продюсерСкотт Франклин, Майк Медавой, Брайан Оливер, ...
операторМэттью Либатик
композиторКлинт Мэнселл
художникТереза ДеПрез, Дэвид Стейн, Эми Весткотт, ...
монтажЭндрю Вайсблум
жанр триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  13.5 млн,    Великобритания  2.67 млн,    Франция  2.65 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время103 мин. / 01:43
Номинации (4):
Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.00 (454 820)
ожидание: 86% (13 944)
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
237 + 36 = 273
8.2
в России
75%
9 + 3 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Натали Портман рекомендовала Милу Кунис на роль Лили.
    • В детстве Вайнона Райдер пробовала заниматься балетом, но выдержала лишь только первое занятие, так как, по её словам, преподаватель был слишком строг.
    • Потребовалось десять лет, чтобы сценарий воплотился в фильм.
    • По слухам, Рейчел Вайс и Дженнифер Коннелли могли исполнить главные роли.
    • Венсан Кассель сравнил своего персонажа с Джорджем Баланчином (Георгий Баланчивадзе), один из основателей New York City Ballet.
    • Мэрил Стрип рассматривалась на роль Эрики.
    • Блейк Лайвли проходила пробы на роль Лили.
    • В первой версии сценария героиню Натали Портман звали Александрия.
    • Изначально предполагалось, что действие фильма будет происходить во Франции, а съёмки пройдут в Будапеште, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за бюджетных ограничений.
    • Первая версия сценария называлась «The Understudy». История крутилась вокруг Нью-Йоркского театра. Даррену Аронофски понравился сценарий, и он предложил перенести действие в мир балета.
    • Даррен Аронофски предложил Миле Кунис роль Лили через Skype. Миле даже не пришлось проходить пробы на роль.
    • Для роли в фильме Натали Портман похудела на 9 килограммов.
    • Съёмки всех сцен с участием Вайноны Райдер заняли 10 дней.
    • При подготовке к съёмкам Мила Кунис 3 месяца занималась балетом по пять часов в день, семь дней в неделю.
    • Клинт Мэнселл написал музыку к фильму, являющуюся вариацией на тему «Лебединого озера» Чайковского.
    • Во время съёмок Даррен Аронофски пытался настроить Натали Портман и Милу Кунис друг против друга, чтобы еще больше усилить напряжение между их персонажами.
    • Во время съёмок Натали Портман получила травму ребер. Полное выздоровление заняло 6 недель. Также во время съёмок Натали получила сотрясение мозга.
    • За год до начала съемок фильма Натали Портман возобновила занятия балетом. Сначала она занималась по два часа в день шесть месяцев с хореографом Мэри Хелен Бауэрс, готовясь к нагрузкам постепенно, чтобы набрать силу и гибкость и ничего не повредить в процессе дальнейшей работы. Затем стала заниматься по пять часов в день, а также добавили плавание. Где-то за два месяца до занятий с хореографом, она проводила с Мэри Хелен по восемь часов в день.
    • еще 15 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 8293 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Целеустремленность — одно из важнейших качеств личности. Даже феноменальный талант может быть полностью обесценен нерадивостью его обладателя. Без должного трудолюбия, воли и самоотречения чисто природные данные вряд ли помогут взобраться на вершину успеха. Но есть и один немаловажный нюанс. Эмоциональное развитие человека не должно отставать от физического, иначе психика может просто не справиться с адскими нагрузками. То, что труд профессиональной балерины не сахар — известно давно. Также как и уровень жестокости конкуренции за кулисами. Место примы труппы одно, а претенденток всегда в изобилии и все как на подбор, хорошенькие, стройненькие, пластичные. Даррен Аронофски как-то признался, что восхищается профессиями, успех в которых невозможен без каторжной работы над телом. Бруклинец оказался последовательным режиссером. Изрядно пошумев с «Рестлером», попутно устроив камбэк Микки Рурку, Даррен решился продемонстрировать миру, какова она, эта жизнь на пуантах.

    Профессия балерины в подавляющем большинстве случаев передается по наследству. Для родителей порой успех детей может сполна компенсировать какие-то собственные невзгоды на творческом поприще. Так случилось и с Ниной Сейерс. Дочь не преуспевшей балерины, выросла, но, по сути, осталась без детства. Концентрированно воспитываемая под четкую цель, молодая привлекательная девушка оказалась мало приспособленным к жизни человеком. С ходу и не поймешь, чьих амбиций в ней больше, своих или родительских? Вся ее жизнь без опорок и пуант — опостылевшая квартира, с авторитарной матерью, обилием мягких игрушек и бесконечными грейпфрутами на завтрак. И однажды, нечеловеческое упорство приносит неожиданные плоды: именно Нину эксцентричный балетмейстер Тома Лерой делает новой примой. «Королева лебедей» — этому громкому званию Нине еще только предстоит соответствовать. А меж тем, никто не поручится, что замкнутая девушка готова к соперничеству с отвязной соратницей Лили.

    «Черный лебедь» часто сравнивают с предыдущим фильмом Аронофски. То не совсем верно, на мой взгляд. История Нины имеет мало общего с рестлером-ветераном. Сильная телом, но крайне хрупкая душой, балерина готовится к роли своей жизни так, как и делала это прежде. Только ситуация вокруг нее безвозвратно изменилась. У Нины не было настоящих друзей, а с откровенной враждебностью, рискну предположить, она имеет дело впервые. Загвоздка не только в новенькой Лили. Она уступает Нине по таланту, но компенсирует это животной страстью — качеством, которого новая прима, по воле матери, оказалась лишена. Главным оппонентом, что верно подмечает Тома, является она сама. Тонко организованная психика оказалась неспособной выдержать новый вызов. Говорят, нельзя чего-то слишком хотеть. Нина этого понять не могла. Отныне ее душа потеряла целостность и раслетелась на 4 больших осколка.

    Осколок первый — мать

    Эрика по-настоящему любит свою девочку, она не является для нее только источником утоления былых амбиций. Однако, подвергнув дочь тотальной изоляции, Эрика оказала ей медвежью услугу. Классная балерина — это здорово, а вот несчастный человек — не очень. Как ни крути, а век в этой профессии короток и падение со зрительского Олимпа крайне болезненно. Пример экс-звезды балета Бет стоит перед глазами. Категорически нельзя было загонять девушку в клетку. Тяжелая работа должна приносить ощущение счастья. У Нины же оказалось атрофировано не только либидо, но и восприятие радости жизни. Что это, как не результат материнского воспитания? Поняв, что перестала справляться с рефлексирующей дочерью, Эрика чуть было не добивает ее окончательно. Отчаяние матери, внезапное осознание крайней спорности ее методов так и читается на выразительном лице Барбары Херши. К чему такая карьера, если она ломает судьбы обеим женщинам?!

    Осколок второй — балетмейстер

    Роль Нины в постановке такова, что даже огромного таланта, помноженного на бешеную работоспособность, недостаточно для триумфа. Нужна эдакая чертовщинка, присущая мистичности Черного лебедя. Ни сама Натали Портман, ни ее героиня этой особенностью не избалованы. Постановщик Тома чувствует глубоко сидящий потенциал в Нине. Его методы воздействия чужды пуританскому складу девушки, но лишь только высвобожденное зло способно придать облику завершенность. Амплуа балетмейстера весьма трафаретное, но неподражаемому Венсану Касселю удалось шокировать внимание своей контрастностью. Он резок, но милосерден. Он похотлив, но невероятно чуток. Тома верит в Нину даже тогда, когда она все дальше удаляется от реальности. Больная психика балерины не может верно истолковать модель воспитания Лероя, но это тот случай, когда стандартный путь неприемлем.

    Осколок третий — соперница

    Только несведущий зритель считает всех балерин одинаковыми. Вся глубина контрастов воплотилась в Лили, новенькой, но чрезвычайно дерзкой танцовщице. Метафорично мысля, Нина похожа на нежный тепличный цветок, в то время как Лили — дико растущий шиповник. Хваткая, смелая девчонка легко определяет болевые точки своей конкурентки. Выставлять Лили расчетливой злодейкой было бы несправедливо. Это скорее рабочие отношения балерин разного статуса. Не Лили эта проблема, что Нина оказалась абсолютно незащищенной пташкой. Каждый волен сам для себя решать, насколько далеко эта распутница готова зайти. Мила Кунис оправдала свое участие хотя бы лишь потрясающей эротической сценой, в которой выплеснулся на экран весь адский потенциал, в разной степени дремлющий в обеих девушках.

    Осколок четвертый — предшественница

    Нина все-таки совсем не ангел. Она верит в символы, а об их значении и не подозревает. Новая прима крадет косметику предшественницы, однако ей страшно даже подумать, что и ее также когда-нибудь выпроводят с подмостков и отправят в след приторно-лицемерные улыбки. Бет провела долгую карьеру, насмотрелась всякого и вероятно, убрала с дороги не одну конкурентку. Но всегда остаются моменты, к которым нельзя подготовиться. Вайноне Райдер хватило совсем немного времени, чтобы своей болью оставить глубокий след в душе всякого неравнодушного и еще раз напомнить о реальной цене большого успеха.

    «Где моя малышка?! Её больше нет!»

    Визуальная составляющая «Черного лебедя» заслуживает обязательной остановки. Аронофски берет зрителя за руку и ведет по дичайшим закоулкам человеческой души. Психоделическая картина переживаний Нины соседствует с откровенно хоррорскими примочками, призванными для полноты ощущений, переживаемых девушкой. Птица прекрасная, но почему она не перестает терзать сознание? Когда Нина перестает отличать явь от видений, в ней открывается ортодоксальная гениальность, которую мало кто может понять, но равнодушным не может остаться никто. Величие лебедя подчиняет себе всех участников этого действа, ради которого ломаются судьбы.

    Замечательный писатель Денис Фонвизин когда-то услышал нетленное: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Считалось, что автор «Недоросля» себя уже не превзойдет. Натали Портман еще так молода, но в кинематографе она давно не новичок. Одари судьба очаровательную израильтянку здоровьем, но никуда не уходит ощущение: свою главную роль она уже сыграла. Даррен Аронофски чуть-чуть не привел Микки Рурка к «Оскару», с Портман он исправил недоразумение. Беспримерная подготовка и безусловное самоотречение превратили Натали в настоящего лебедя, от грациозного полета которого невозможно оторвать глаз.

    Шокирующая, страстная, одухотворенная картина подлинного мастера

    10 из 10

    15 ноября 2014 | 21:39

    Фильм Дарена Арановски «Чёрный лебедь» был для режиссёра давней мечтой, и вот когда казалось, что она уже совсем несбыточна, эта самая мечта, наконец, осуществилась.

    Фильм повествует о балерине Нине (Портман), которой неожиданно дают роль прима-балерины, в новом балете «Лебединое озеро». Дальнейший путь Нины к осуществлению её мечты, и мечты её матери будет тернист и полон неожиданных ситуаций.

    Арановски затронул очень больную среди людей искусства тему. Тему раздвоения личности, появления Альтер-эго, и постепенного проникновения роли в реальную жизнь.

    Главная героиня при всём своём высоком профессионализме, практически инертна по отношению ко всему, что не связано с балетом. Причиной тому послужила её изоляция от окружающей среды, и полный физический и психологический симбиоз с матерью (Барбара Херши). Но рано или поздно это должно было закончиться, ведь человеку всегда необходимо развиваться, искать новые интересы в жизни.

    Роль в новой постановке как раз и послужила этим катализатором, который разорвал связь с мамой и послужил настоящим переворотом в восприятии Нины. Но психика её была к этому абсолютно не готова, в результате начали происходить галлюцинации, постоянное чувство тревоги, в общем, психоз.

    Подлила масла в огонь и другая балерина, Лили (Мила Кунис), навязчиво предлагающая свою дружбу. Лили вместе с балетмейстером — хореографом Тома́ Леруа́ (Кассель) пробудили в Нине ещё и сексуальную энергию, которая раньше была намертво заперта внутри. Получается, на молодую балерину сваливается очень тяжёлый груз, с которым ей не справиться в одиночку. В итоге мы получаем однозначный финал, с двоякой трактовкой.

    Сам фильм подстать финалу. Имея такую интересную идею, Арановски попытался проникнуть в глубину сознания главгероини, попытался показать всю подноготную современного американского балета. Но если посмотреть с жизненной позиции, то проблемы героини если и не высосаны из пальца, то уж довольно натянуты, а сделать фильм мрачнее очевидно Арановски или не захотел или не смог.

    Начинается лента как документальное повествование, камера всё время трясётся, плёнка обладает насыщенными цветами. По мере продвижения по сюжету, привычные песочные оттенки возвращаются.

    В середине, фильм начинает сильно провисать, это заметно если не с первого, то уж со второго просмотра. Взбодрить зрителя пытаются интимные сцены, которые сняты на грани фола, линии вульгарности не переходят.

    Просыпаешься как раз к кульминации фильма, к концовке, которая компенсирует все недостатки середины. В первую очередь конечно музыкой Чайковского и грамотной режиссёрской работой. Арановски разбавил действие сюрреализмом, победой Альтер-эго над сознанием человека.

    После того как начались титры так и хочется сказать: Да, было здорово!

    У фильма очень хороший каст: все, за исключением Портман сыграли просто великолепно, не подкопаешься. Кассель внёс долю шарма и мужскую силу, а Барбара Херши сыграла идеальную по духу западную балерину.

    На Портман хочется остановиться отдельно. Её игра, пожалуй, олицетворяет и весь фильм: Спорный и дискуссионный. Портман страдает теми же недостатками что и главная героиня. У Натали отлично получается сыграть «белого лебедя», такого застенчивого, стеснительного и даже где-то милого. Но с оборотной стороной, «Чёрным» лебедем у Портман возникли проблемы. У неё этот «Лебедь» просто не получился. Может в этом виноват постановщик, не знаю. Да, сцена с танцем получилась на ура, но виной тому прекрасная музыка, и грамотная работа оператора. В общем, итог один: у Портман не получилось перевоплотиться и стать совершенно другой Ниной. Что же получается? Балерину Портман не могла сыграть в принципе, да и с актёрской задачей тоже не ахти-то справилась. В чём же её успех у критиков? Может всё дело в самой попытке режиссёра изменить героя в течении фильма. Но такое мы видели и раньше…

    Отдельное спасибо хочется сказать режиссёру за то, что несёт искусство в массы. Думается, что после просмотра данного произведения некоторые захотят посетить настоящий балет.

    Говорят, что фильмы про балет, либо шедевры, либо просто набор штампов. Фильм «Чёрный лебедь» конечно, не шедевр, но и «штамповкой» его назвать тоже не получается.

    8 из 10

    11 марта 2011 | 17:30

    «Единственный, кто стоит у тебя на пути — это ты сама!»

    Почти два года назад, а именно, в марте 2009 года, на стол Даррена Аронофски легла рукопись. Подпись — Марк Хейман. Это был первый оформленный вариант сценария «Черного лебедя», идея которого вынашивалась режиссером уже около десяти лет. К чему все это? На днях посмотрел, наконец, страстно ожидаемую мною картину, затем посчастливилось, иначе не скажешь, ознакомиться с легшим в ее основу текстом, чтобы потом еще раз пересмотреть (что не в моих привычках) фильм… К этому еще вернусь.

    Художественный шок, переворот сознания — это самое малое, что я могу сказать о своих впечатлениях. Первые же кадры не то чтобы приковывают к экрану — они гипнотизируют, вызывая дрожь, заставляя сердце беспокойно биться, и это в самом буквальном смысле, без капли пафоса или сопливой сентиментальности. Не помню, когда еще я так цепенел от ужаса… Сцена за сценой, без передышки. Это самый настоящий психологический триллер — на наших глазах разворачивается человеческая драма о сильнейших внутренних переживаниях, а не бессмысленная серия перестрелок и однообразных погонь, о которой-то даже не повернется язык сказать, что она «разворачивается».

    Я часто думаю над тем, где проходит та тонкая грань между ремеслом и одухотворенностью, между мастерством и гениальностью. И мне представился очередной повод приблизиться к пониманию этого. Надо лишь сравнить первую версию сценария и то, во что это превратил Аронофски. Предыстория почти теплых отношений Нины и Бет была опущена, точнее, изменен характер самих отношений — они стали более отрывистыми, редкими, не близкими, и Бет в итоге осталась загадкой, символом чего-то страшного и рокового. Со своей ролью блестяще справилась Вайнона Райдер.

    Вместо этой, художественно неубедительной линии, усилено значение матери Нины, Эрики (Барбара Херши) — помешанной на строгости и порядке женщины, когда-то отказавшейся ради дочери от собственной карьеры. Еще один штрих, делающий коллизию более рельефной. А все наше внимание в итоге приковано к героине Натали Портман, юной, талантливой и амбициозной балерине. Актриса попросту перевоплотилась в Нину, она вжилась в этот сложнейший образ, и дело не только в том, что она сбросила 12 кг и интенсивно занималась балетом (самые сложные элементы все равно выполнены дублерами). Вглядитесь в ее глаза — в них и сила, и покорность, и ужас, и страсть! В них — борьба с самой собой, предельное напряжение, страх, ускользающее сознание… Это, по-моему, одна из самых сильных и правдивых ролей у Портман и серьезная заявка на Оскар.

    Тут надо отдать должное (опять!) режиссеру, который сам накалял атмосферу: он всячески настраивал Портман и Кунис друг против друга во время съемок, так, чтобы это была почти настоящая ненависть; он настоял на том, чтобы сцену у физиотерапевта сняли во время реального визита Портман к врачу после реальной травмы на съемочной площадке… Это детали.

    В фильме не оказалось места для пошлости и однозначности, а сценарий Хеймана имел в виду со всей определенностью и конкретностью то, что могло быть между Ниной и балетмейстером Тома (Венсан Кассель). И это стало бы ошибкой, поставив жирную точку на интриге. Потому что секс на экране — там, где он предполагается, — приторная и дешевая уловка, призванная удовлетворить разве что попкорновые инстинкты толпы. Режиссер от этого отказывается… Это детали.

    Музыку Клинта Мэнселла к «Черному лебедю» я переслушал бесчисленное множество раз, еще задолго до просмотра. Она превратила обычное ожидание нового фильма в вожделение. Если кому-то кажется, что так легко сделать «адаптацию» музыки Чайковского — то он заблуждается. Мало того, что это переписанная заново партитура, это тонкая работа с мотивами и внедрение новых мелодий и гармоний. При всем уважении к Мэнселлу, зная его стиль, я был уверен, что проделать эту операцию с Чайковским ему не удастся, я ожидал опошления чистой и вдохновенной музыки.

    Но я был неправ. Оригинал взяли в руки бережно и тонко, как при священнодействии. Саундтрек, может быть, даже в большей степени, чем актерская игра, рисует атмосферу трепетного страха, жесткой борьбы, соблазна и апофеоза страсти. Рисует тот «единственный способ разрушить чары и преодолеть боль…» Это детали.

    Оператор Мэттью Либатик блестяще сумел передать два важных момента: это двойственность, как сюжетно-концептуальная основа фильма, или ее символ — зеркало; и это сумасшествие танца, в ритме которого, так же невообразимо, кружится камера. Надо ли говорить, что и хореография, выполненная Бенжаменом Мильпье, выдающимся хореографом Нью-Йоркского театра балета и, кстати, исполнителем роли партнера Нины в «Лебедином озере» — на высочайшем уровне?

    Это тоже детали. Но может, в них та самая грань?..

    24 декабря 2010 | 13:25

    Невероятно. Потрясающе. Волнующе. Пугающе до дрожи. Превосходно. Все эти и множество других эмоций заставляет пережить эта картина.

    Для меня этот фильм прежде всего о преодолении самого себя и крушении комплексов, в какой-то степени сковывающих каждого из нас.

    Будучи балериной в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Нина осознает сама и из-за постоянных укоров хореографа, что не может раскрепоститься.

    Пытаясь преодолеть это, она тщетно перебирает ключики, стараясь открыть дверь скованности и неуверенности в себе. С каждым разом она делает это с большим усердием и трудолюбием, доводя себя до больного перфекционизма. Но она лишь вновь и вновь прокручивает ключ в замочной скважине, так и не открывая двери.

    Нина хочет стать лучшей, хочет быть совершенной.

    Искусство — это порыв. Прежде всего свобода, а не правильность. А постичь совершенства можно лишь будучи абсолютно свободным.

    У нее не получается сделать этого самостоятельно. Хореограф, видя безупречную технику и сильные старания пытается помочь открыть в ней ту «другую» сторону, которую она не хочет в себе видеть. Но когда процесс уже пошел, то он стал совершенно не контролируем. И Нина сходит с ума от всего того, что подавляясь годами, начало вырываться наружу, обретая ужасающие формы. Она уже не в состоянии не только контролировать себя, но даже не может отделить реальность от пугающих галлюцинаций. Все смешивается, и усиливаясь, окончательно завладевает ей на премьере новой постановки «Черного лебедя». Во время танца вырывается наружу вся энергия, подавляемая до этого. Этот выплеск стал кульминацией и привел в восторг всех зрителей.

    Нине все же удается выломать дверь, которая находится в каждом из нас. Но за это ей приходится очень дорого заплатить.

    P.S. Многими были отмечены параллели между «Чёрным лебедем» и предыдущим фильмом Аронофски, «Рестлером». Подобно «Рестлеру», это полная документальных подробностей история полной самоотдачи человека своему делу, рассказ о доходящем до мазохизма профессионализме исполнителя.

    10 из 10

    31 января 2012 | 22:38

    «Черный лебедь», как и его героиня, — идеален, но не в привычном понимании этого слова. На пятый фильм Даррена Аронофски просто не знаешь как реагировать: ему можно выкатить кучу претензий, и в то же время без страха назвать лучшим фильмом двухтысячных — и обе оценки будут, в сущности, верными.

    Сам Аронофски, впрочем, это хорошо осознает. Режиссер, у которого за плечами фильмы про безумного математика, наркоманов, поиски вечной жизни и стареющего рестлера, одним из первых уловил главное (и, пожалуй, единственное) правило современного искусства — что правил, в общем-то, больше нет. Собственно, с этих позиций и снят «Лебедь» — кино сложное, неудобоваримое, но при этом в высшей степени прекрасное.

    Если раньше Аронофски только сталкивал разные жанры, то теперь он смело поставил между ними знак равенства, тем самым спровоцировав зрителя, привыкшего к определенным кинематографическим установкам. Человек, намеревающийся посмотреть фильм про балет, одно из самых высоких разновидностей искусства, меньше всего ожидает увидеть что-то среднее между психологическим триллером и дешевым фильмом ужасов с эротическим подтекстом. Режиссер изобретательно издевается, обманывает, откровенно хамит зрителю — но делает все это с такой серьезной миной, что невольно вызывает восхищение. Героиня «Лебедя» пытается все делать правильно, Аронофски — ровно наоборот. Для него уже не существует никаких категорий — и это, кажется, одно из главных открытий современного кино.

    Примерно в том же русле работает и вся команда фильма — Натали Портман, пожалуй, самая смелая в Голливуде актриса в плане экспериментов, тут уж совсем выходит за рамки привычных ей ролей, — и выдает потрясающую игру. Не отстает и Мила Кунис, попавшая в образ на сто процентов. В целом, основных действующих лиц можно пересчитать по пальцам одной руки, что придает фильму некоторую театральность и удачно акцентирует внимание на главной героине. Саундтрек — Чайковский вместе с Клинтом Манселлом, тут и так все ясно.

    И, кстати, за всеми этими открытиями и новшествами чувствуется большая кинематографическая традиция. Хорошо видно, как режиссер по-тарантиновски смешивает цитаты из разных фильмов, опять же игнорируя все установленные рамки. Если отбросить все сценарные па, перед нами — классическая история о герое, идущем до конца, даже столкнувшись с самим собой. Все дело, как говорится, в интерпретации, а она в этом фильме — революционна. Когда-то подобный прием провернул не к ночи упомянутый Тарантино, который, послав к чертовой матери все закостеневшие законы, просто прорубил в кино новую просеку. Аронофски, по сути, сделал сейчас то же самое, но немного изящнее.

    «Черный лебедь» — это, безусловно, прорыв. Что такое прорыв? Это способность найти гармонию в том, что раньше вместе и представить было нельзя. В «Лебеде» исполняют балетные партии и ломают пальцы, главная героиня сходит с ума и в то же время шепчет: «Я была совершенна». Эту фразу может сказать и сам фильм. Он — совершенство, по крайней мере — для самого себя.

    15 января 2011 | 23:29

    Балет для Нины — это всё. Это её жизнь, её воздух. Самая заветная мечта — партия лебедей в «Лебедином озере». Она старается изо всех сил, тренируется до травм и ссадин. Целеустремленная, хрупкая балерина, неотступная и определенно талантливая. Нина неустанно работает над собой, оттачивает каждое движение, стараясь приблизиться к идеалу. Нелегок путь к успеху, но оно того стоит.

    … Королева Лебедь. Слезы счастья. Безусловно, она лучшая. Но это предстоит еще доказать.

    Теперь она «маленькая принцесса» и нужно держаться за этот статус. Но как быть, если жаждут отобрать твою роль? Если хитрая Лили буквально вырывает славу из рук?

    Отчаянно борьба со своими страхами доводит Нину до полусумасшествия. Видения преследуют повсюду. Тем более, с ее грациозностью партия Белого Лебедя просто восхитительна, но как быть с другой его стороной, Черным Лебедем?

    Постепенно втягиваясь в рутину видений и страхов, Нина замечает некие изменения в себе. Она до крови расчесывает себе кожу, как раз в том месте, где должны расти крылья… Пытаясь вжиться в роль обратной стороны Белого Лебедя, балерина незаметно увлекается этим процессом.

    … И все же, преодолев саму себя, Нина стала лучшей. Она достигала того, над чем так неустанно работала. «Я лучшая»-в завершение произнесла она, а это самое драгоценное для нее.

    Сюжет оригинальный, необычный и неповторимый. Композиция соблюдена, кульминация эффектная. Актеры подобраны умело, игра превосходная. Я уверена, что никто не сыграл бы эти роли лучше, Чем Натали Портман, Мила Кунис и Венсан Кассель.

    Музыкальные композиции превосходны, что вполне объяснимо, ведь это Клинт Мэнселл! И кстати, он пишет музыку ко всем фильмам Аранофски.

    На мой взгляд, это бестселлер его творчества! Невозможно скрыть восторг! Безусловно, «Черный лебедь» оставляет глубокое впечатление, при чем очень надолго. Это истинный шедевр и никак иначе!

    Высший балл!!!

    10 из 10

    8 мая 2011 | 04:37

    Этот фильм вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным — высокие кассовые сборы, популярные актёры, режиссёр.

    Сам фильм действительно потрясающий, за что Даррену Аронофски огромное спасибо. На протяжении всего фильма чувствуется напряжение, которое мастерски создано игрой актёров, музыкой, декорациями, работой оператора. Мы волнуемся и ждём, что же случится в следующую минуту, как же всё-таки повернётся судьба героев, куда же ещё сможет зайти сюжет.

    В фильме всё удивляет и потрясает, в большинстве своём — игра актёров.

    Конечно же, в первую очередь хочется сказать о Натали Портман. Мы верим её игре, что фактически самое главное для актёра. Хочется верить её мимике, эмоциям, словам и всему тому, что она делает в этой роли, показывая трудный путь балерины Нины, сходящий с ума на постановке спектакля. Она меняется. Её доброта и робость сменяются резкостью и жестокостью. Она мечтает о совершенстве. Для того, чтобы удивить себя и всех вокруг. И она добивается его. Но какой же ценой?

    Конечно же, премию «Оскар» Натали Портман получила абсолютно заслуженно — промежуток жизни балерины, так мастерски ей сыгранный никого не оставит равнодушным.

    Так же отдельно хочется выделить игру Венсана Касселя, идеально раскрывшего образ жестокого хореографа, который словно жестокий кукловод пытается играть судьбой и чувствами Нины, которая становится марионеткой в его руках. Он всячески пытается вызвать её гнев. Добро и зло пересекаются в этом фильме, являя собой одно целое, нежели две раздельные и противные друг другу вещи.

    Мила Кунис, сыгравшая завистливую, обаятельную конкурентку — её игрой тоже невозможно не наслаждаться.

    В фильме много историй — история сломленной балерины Бет, завистливой и жестокой Вероники.

    И конечно же, история балерины Нины, для которой балет стал смыслом жизни, которому она готова была отдать свою жизнь и своё сердце и который забрал всё это. Нещадно.

    Единственный минус — большое количество жестоких, кровавых сцен. Несмотря на то, что они довольно-таки искусно обыграны работой оператора, декорациями, музыкой, тем не менее, сцена, когда Бет уродует себя пилочкой для ногтей вызывает неприятные эмоции.

    В целом же фильм не «переиграл» себя самого — всех сцен в меру и как ни странно, даже несмотря на их хаотичность, они идеально дополняют друг друга.

    Абсолютно точно можно заметить, что Аронофски был достоин премии «Оскар» за лучшую режиссуру, ибо он дарит нам абсолютно новую, загадочную, мистическую историю, которая наталкивает на самые разные размышления.

    Балет — всего лишь фон для того, чтобы искусно показать переживания и судьбы героев.

    P.S. Было бы очень интересно в реальности увидеть такую трактовку «Лебединого озера».

    9 из 10

    26 января 2012 | 15:42

    До «Черного лебедя» никогда не думал, что Портман — одна из лучших драматических актрис этого времени. Да, она выдавала прекрасную игру в «V значит Вендетта», да, ее двенадцатилетняя Матильда в «Леона» действительно очаровывала. Но «Черный лебедь» — поистине этапная работа для актрисы. Аронофски же был и остается одним из моих любимых режиссеров. Порою он снимает слегка попсовое ("Реквием по мечте»), порою — весьма серьезное ("Фонтан») кино. Но «Черный лебедь» — однозначно лучшая на данный момент работа режиссера.

    Начинается все вполне безобидно — молодая балерина Нина (Портман) желает получить свою первую большую роль — роль белого лебедя в легендарном балете «Лебединое озеро» Чайковского. Ее хореограф (Кассель) не уверен, сумеет ли она войти в образ, ведь у этой роли есть свои нюансы — та, кто играет белого лебедя должна играть и черного. Поэтому перед хрупкой, изящной Ниной встает сложная задача — полностью перевоплотиться в злого, коварного черного лебедя. Атмосфера нагнетается постепенно, но, поверьте, через полтора часа экранного времени Нина преобразится до неузнаваемости. Аронофски медленно сгущает краски, в финале доводя зрителя до исступления и дикого отчаяния.

    С визуальной точки зрения «Черный лебедь» совершенен. Блестящая операторская работа, мастерская режиссура, темные, как подобает приличному психологическому триллеру, тона. Звучит бессмертная музыка Чайковского, на экране мелькают танцоры, а между Ниной и новой балериной Лили (Кунис) возникает соперничество, которое окончится совершенно неожиданно для зрителя.

    «Черный лебедь» — действительно очень красиво снятый и прекрасно поданный фильм. Портман и Кунис замечательно дополняют друг друга, игра обеих заставляет восхититься, но первая, разумеется, сделала ради своей роли гораздо большее, чем последняя. Для Портман роль Нины была поистине перевоплощением. Ей не просто пришлось СЫГРАТЬ Нину, ей пришлось СТАТЬ Ниной. Почувствовать всю горечь поражения и восторг победы. Портман самой пришлось стать черным лебедем.

    10 из 10

    За грандиозную работу, проделанную Портман в ходе съемок фильма. За саундтрек из музыки П. И. Чайковского. За невероятные танцы и по-настоящему гениальную передачу безумия Нины зрителю. Спасибо вам, Даррен. Теперь и зритель задумается о том, что внутри каждого сидит свой черный лебедь.

    4 ноября 2011 | 14:10

    Сегодня наконец-то я решил уделить свое время этому фильму. Я уже не раз говорил, что особого интереса он у меня не вызывал. Скорее наоборот. Меня всегда настораживали положительные отзывы и высокие оценки. Думал, что будет, как обычно: перехвалят фильм, я начну смотреть его в ожидании чего-то сверхъестественного, а в итоге получу жесткий облом. Более того меня даже трейлер не заинтересовал. Но поскольку я обещал, что буду смотреть все предложенные фильмы от начала и до конца, я решил героически высидеть полтора часа перед экраном телевизора.

    Стоит заметить, что фильм неторопливо меня увлек. Начало вроде обычное. Старательная балерина хочет получить главную роль в постановке, но она снова остается в тени. Оттачивая свое каждое движение до совершенства, Нина слишком зажата, что мешает ей играть 2 полярных образа в одном спектакле. И уже когда на первый план выходит драма главной героини, становится все интересней наблюдать за происходящим.

    Натали Портман просто блестяще сыграла. Умничка! Без тени сомнений Оскар следует отдать именно ей за эту роль. Потрясающе играет мимикой и глазами, показывая нам и робость, и стремление, и одержимость. Все эмоции, которые испытывала ее героиня, Натали показывала идеально. Пожалуй, она заслужила место в числе моих любимых актрис, потому что она умеет быть разной.

    Что еще можно сказать о фильме? Несомненно он превзошел все мои ожидания. Сделан очень красиво. Драматический сюжет мне тоже понравился. Главную героиню было жалко. С одной стороны мама пытается реализовать свои несбывшиеся амбиции в дочери, с другой стороны тренер постоянно делает замечания, она сама хочет стать примой и добиться совершенства, подруга пытается отобрать главную роль, конкурентки злобно шипят по углам… Весь мир ополчился против маленькой девочки или… Ну, вы сами поймете, в чем заключалась драма главной героини. Очень хороший фильм!

    9 из 10

    22 февраля 2011 | 00:13

    Мрачная правда, суровые люди, невозможно сильный накал страстей и легкая пачка на хрупких бедрах. Фильм, пожалуй, невероятно правдив и жизнен. О том, на что готов человек ради воплощения в жизнь своей самой сокровенной мечты. Мечты всей жизни. И желание настолько сильно проникает в твой разум, что контролировать свои поступки невозможно. И ты сходишь с ума… Молча… Но очень болезненно и это, несомненно, отражается на отношениях. С родителем, который ограничивает тебя, но защищает. С коллегами, которые наступают на пятки и говорят гадости за спиной, которые намеренно дают колеса и насмехаются. С руководителем, в которого ты влюблена. Нужно быть божественно сильным духом, чтобы суметь измениться, переступить через себя и свои принципы, чтобы всем назло стать идолом и идеалом и вкусит всю прелесть исполненных желаний. Но ничто не бывает безответно. Тебе дают возможность — ты борешься и меняешься. Ты боишься и страдаешь, чтобы ни за что на свете не упустить свой единственный шанс и справиться, сделать все правильно. Обычно, так бывает, что с противниками и недругами все справляются, добиваются оваций и застывают под невероятно сильные аплодисменты. Все, конец.

    Но… Не на этот раз. В этом и прекрасна данная картина, что она показывает всю мощь и силу человека слабого с виду. Она доказала. Доказала в первую очередь себе, что сможет. Но чего ей это стоило… Самая трагичная драма, если можно так выразиться, просто даже не хватает слов, чтобы высказать и показать свой восторг и радость, что Аранофски смог снять действительно сильный фильм.

    Какая игра… Необъяснимо. Лично я преклоняюсь над игрой Натали. На мой взгляд, кастинг здесь излишен.

    Я стала по-другому воспринимать балет, по-другому чувствовать и понимать. Какой труд.

    Хочется отметить моменты, которые дополняли картину и придавали всему сюжету неповторимый вкус. В графе «Жанры» отмечено, что это триллер и драма, но, мне кажется, что это и еще хоррор, такой, возможно, легкий, но уместный. все то, что превращало главную героиню в лебедя, как в буквальном смысле, так и в переносном, внутренне, играло немаловажную роль. Это очаровывало и пугало. Да, ибо фильм красив и эстетичен. Грамотен. По-моему в нем нет изъянов, он читается, остается в памяти и учит. Этот фильм нужно показывать детям в поучительных целях. Он будет прекрасным средством восприятия прекрасного и проникновения, и осознания своего смысла жизни. Довольно философский фильм. Каждый в нем увидит нечто свое удивительное и каждый извлечет урок, бесспорно.

    Для меня он стал «настольной книгой» из-за наличия в нем такой изюминки, которая будит, будоражит и пугает своей внезапностью. Из-за эстетики, игры и того, что сугубо мне он методом от противного помог смотреть иначе на вещи и цели. Научил оценивать.

    Вы останетесь в восторге. Если нет — включите его лет через пять, когда, возможно, немного повзрослеете.

    Жизнь — это препятствия, которые ты учишься преодолевать и добиваться успеха, ты становишься превосходным и совершенным. Совершенство — это не только самоконтроль, но и умение отпустить себя!

    Отпустить в этот раз навсегда…

    Единственный человек стоящий на твоём пути — это ты сама.

    10 из 10

    22 марта 2011 | 20:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 164 руб.
    DVD, 134 руб.
    Blu-Ray, 323 руб.
    подробнее

    Новости


    В рамках Одесского кинофестиваля по скайпу состоялась творческая встреча с Дарреном Аронофски. Режиссер раскрыл подробности работы над «Черным лебедем» и «Рестлером», обмолвился о переговорах с телеканалом HBO и призвал всех присутствующих срочно подписаться на свой твиттер(...)
     
    все новости

    Интервью


    В «Торе 2» у меня очень много реплик со всякими терминами и сложными словами, а я все же предпочитаю понимать то, о чем говорю. Так что я просмотрела несколько раз видео про квантовую физику и теорию струн. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Вдохновившись подвигом Рэйфа Файнса, для роли в фильме Веры Глаголевой выучившего русский язык, КиноПоиск решил вспомнить, кто еще из иностранных актеров владеет русским. А ведь русские корни, если покопаться, можно найти чуть ли не у половины Голливуда — от Леонардо ДиКаприо и Стивена Спилберга до Вупи Голдберг и Сильвестра Сталлоне(...)
     
    все статьи

    Репортажи

    Оскар—2011 02.03.2011

    83-я церемония «Оскар» уже позади, и КиноПоиск предлагает вспомнить, как это было. Фоторепортаж состоит из восьми частей: ведущие «Оскара», номинанты, подготовка к церемонии, красная ковровая дорожка, церемония награждения, за сценой, press room и финальная фотосессия победителей. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Прежде чем уехать на юбилейный, семидесятый, Венецианский кинофестиваль, опровергаю бытующее мнение о том, что все звезды — в Канне и смотрю, кого я успела повидать на Лидо. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To36 111 775
    2.Город героевBig Hero 634 662 707
    3.ИнтерстелларInterstellar28 307 626
    4.За кулисамиBeyond the Lights6 200 284
    5.ИсчезнувшаяGone Girl4 561 432
    14.11 — 16.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИнтерстелларInterstellar275 234 928
    2.Уиджи: Доска ДьяволаOuija76 297 597
    3.Город героевBig Hero 660 307 547
    4.День дурака49 517 201
    5.С любовью, РозиLove, Rosie20 889 561
    13.11 — 16.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 192 299776 065
    Деньги573 686 868 руб.169 269 999
    Цена билета261,68 руб.11,39
    13.11 — 16.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.228
    121.Легенда №178.226
    122.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.226
    123.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.223
    124.Город героевBig Hero 68.222
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Иллюзия обмана 2Now You See Me 294.96%
    7.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.93%
    8.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.78%
    9.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.70%
    10.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.56%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 128
    С любовью, РозиLove, Rosie12
    ИнтерстелларInterstellar272
    Махни крыломYellowbird2
    ЯростьFury80
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.909
    ИнтерстелларInterstellar8.993
    Город героевBig Hero 68.327
    День дурака4.733
    Уиджи: Доска ДьяволаOuija4.679
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    премьеры