всё о любом фильме:

Слепота

Blindness
год
страна
слоган«This fall, our vision of the world will change forever»
режиссерФернанду Мейреллиш
сценарийДон МакКеллар, Жозе Сарамаго
продюсерАндреа Барата Рибейро, Нив Фичман, Соноко Сакаи, ...
операторСесар Чарлоне
композиторМарко Антонио Гимараеш
художникМэттью Дейвис, Тул Пик, Тьяго Маркус Тейшейра, ...
монтажДаниэл Резенде
жанр фантастика, триллер, драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$25 245
зрители
Бразилия  875.1 тыс.,    США  466.8 тыс.,    Португалия  173.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время121 мин. / 02:01
Номинации:
Место действия фильма — огромный мегаполис, у которого нет названия. Именно здесь начинается странная эпидемия… эпидемия слепоты. Жители города теряют зрение один за другим и, это ставит целый мегаполис на грань жизни и смерти. Лишь одна женщина по неизвестной причине осталась видеть. Сможет ли она стать проводником для других?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
43%
66 + 88 = 154
5.2
в России
0 + 2 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Жозе Сарамаго «Слепота» (Ensaio sobre a cegueira, 1997).
    • Примерно на 40-ой минуте фильма, где речь идет о эпидемии повсеместно, о том, что разбиваются самолеты, автобусы и транспортная система терпит хаос, показывают фрагмент черно-белой записи видеонаблюдения из Лефортовского тоннеля, Москва.
    • Первоначально главную мужскую роль должен был сыграть Дэниэл Крэйг. Но ввиду занятости в других проектах эта роль досталась Марку Руффало.
    • Фильм основан на романе португальского писателя, нобелевского лауреата, Жозе Сарамаго. Книга вышла на португальском языке в 1995 году, а затем два года спустя была переведена на английский и опубликована под названием «Слепота» в США.
    • Первоначально автор книги был очень настороженно настроен по отношению к продаже прав на неё и возможной экранизации. Получил отказ в том числе и сам Фернандо Мейреллеш. Лёд был сломлен, когда продюсер Нив Фичман и будущий автор сценария Дон МакКеллар в 1999 году посетили Жозе Сарамаго в его доме на Канарских островах. Обязательным условием со стороны писателя было то, что действие в фильме не должно быть привязано ни к одной реально существующей стране.
    • Автор книги Жозе Сарамаго очень хотел увидеть премьеру фильма на Каннском кинофестивале. Его врачи не позволили ему путешествие по состоянию здоровья, и в ответ на это режиссер сам прилетел в Лиссабон, чтобы показать фильм писателю.
    • Режиссер Фернандо Мейреллеш сначала планировал снять фильм на португальском языке, но затем отказался от этой идеи, посчитав, что это изначально существенно ограничит его аудиторию.
    • На съёмках фильма было задействовано около 700 участников массовки, которые специально были тренированы изображать слепоту. Специальными тренерами по этой части были снимавшийся в предыдущем фильме режиссера «Город Бога» (2002) Кристиан Вуурвоорт и Барбара Кристин Свит.
    • Фильм вызвал крайне негативную реакцию у американского Национального общества слепых и других организаций, представляющих интересы незрячих и слабовидящих. В выпущенном перед премьерой пресс-релизе председатель Национального общества слепых доктор Марк Мурер заявил, что фильм и книга отображают в негативном виде слепых в Соединённых Штатах и во всём мире. Непосредственно перед премьерой фильма были запланированы и проведены акции протеста во многих штатах.
    • еще 6 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1102 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фернандо Мейреллиш, ворвавшийся в киномир с мощной драмой «Город бога», на американской земле как-то резко сник. Как будто пропал весь запал. Спору нет, «Преданный садовник» по роману Джона Ле Карре неплохой фильм, но события там развиваются со скоростью черепахи, выброшенной на берег морским приливом.

    Картина «Слепота», основанная на книге Жозе Сарамаго (к слову долго не отдававшего права на экранизацию) страдает точно таким же недостатком. Или наоборот, преимуществом. Дело вкуса. Мейреллиш занял своеобразную нишу в кинопотоке и пока оттуда никуда не собирается выползать. Его кино по форме напоминает мейнстрим, однако составляющая нередко претендует на арт-хаусную начинку. Два в одном. Такой продукт, в принципе, можно возить по европейским фестивалям, доказывая, что твое кино вполне авторское и жизнеспособное для искушенных зрителей.

    Только на самом деле все немного сложнее. По сути, «Слепота» — это парафраз с куароновского «Дитя человеческое», но если копнуть немного глубже, то на поверхность можно извлечь сюжет сказки о смелом Данко, отдавшим свое сердце ради спасения целого народа. Не чурается бразилец заимствования и из более известных источников. Тут нет ничего сложного, картин, снятых на подобную тему, предостаточно.

    Однако Мейреллиш решил акцентировать внимание на несколько других аспектах, нежели коллеги по цеху. Его герои не едят собратьев, как у Мельника, и не ставят цель оторваться и унизить, выпуская на свободу свои низменные инстинкты и потребности, воспользовавшись удобным случаем, как у Хиршбигеля. Формально, бразилец останавливается в своем рассказе на человеческой природе, но только для галочки. Его город начисто лишен людей, наделенных пассионарной энергией. Вожди и бунтари безымянного города — лишь жалкие тени, лишенные амбиций, появившаяся неожиданно власть им не особо нужна.

    Для режиссера важна в первую очередь духовная рефлексия персонажей и поиск самих себя. Благо ситуация для этого вполне благоприятствует. Если внимательно приглядеться, то кара, снизошедшая с небес, городом заслужена. Люди там перестали видеть что-либо, кроме самих себя. Теперь можно оглядеться по сторонам (в переносном смысле) и многое переосмыслить.

    Тут Мейреллиш и попадает в самим же созданную ловушку. Не особо разгоняя сюжет, режиссер моментально раскрывает все карты, превращая большую часть фильма в пустую трату времени. Бразилец подобен учителю старой закалки, вдалбливающий ученикам материал по десятому разу, чтобы в голове все отложилось по полочкам. А материал, вопреки методу, лишь проходит мимо ушей слушателей. Безликий и мертвый город из «Слепоты» очень ярко контрастирует с живым Городом бога. Здесь безлико и однообразно все — от городских построек до населяющих их жителей. И, по сути, проверка на вшивость окажется лишь пустым звуком в сердцах, изъеденных равнодушием и непониманием. Город мертв и уже не оживет никогда. Надежды нет. Бразилец этого упорно не желает понимать.

    Кажется, что царящим равнодушием в какой-то момент заражается и сам режиссер. Из состояния оживленного диалога со зрителем режиссер впадает в апатию, еще более замедляя развитие сюжета и наплевав на пропагандируемую мораль, вспомнив о ней лишь в самом конце картины. Даже актеры не спасают сложившуюся ситуацию. Беспрестанно кривляется Берналь, уныло смотрит с экрана Мур (пропал человек), Руффало и Гловер присутствуют исключительно для мебели. Фильм лишается последних признаков интеллекта и переходит в категорию голливудских социальных страшилок.

    Мейреллиш не стесняется выдавать с экрана трюизмы, ему кажется, что здесь они звучат по-новому. А это далеко не так. Слепота тут ненастоящая и даже не дай бог метафора. Она самая что ни на есть куриная. И если бразилец так не задумывал в итоге, то грош цена ему как художнику. Когда сам не веришь в то, что рассказываешь, не поверят и другие.

    26 января 2009 | 11:42

    Первые ощущения после просмотра? Очень сложно прийти в себя, и поверить, что это действительно закончилось. Облегчение было за пару минут до конца, а потом титры. Начинаешь ожесточенно тереть глаза, чтобы понять — тебе не привиделось, ты действительно это видел.

    Ты действительно видел несчастных, испуганных, беспомощных людей, пытающийся хоть как-то выжить. Действительно видел разоренный город, грязь, собак, обгладывающих быть может некогда своего хозяина, который теперь ничто иное как кусок мяса. Крысы, нечистоты, борьба за еду на смерть, до последнего всхрипа. Ты видишь, каким безжалостным и жестоким может быть человек, когда группа, имевшая при себе оружие, возомнила себя круче всех, принимаясь за побрякушки раздавать еду. Ты видишь, каким отвратительной и жестокой может быть эта же горстка мужчин, отдававшая еду за секс. Видишь, отчаянные лица самоотверженных женщин, которые не пожалели отдать себя, чтобы прокормить других. И ты видишь, как это безумно, страшно и отчаянно прекрасно, когда измученные женщины молчаливо кладут на кровать убитую заложницу человеческой жестокости, и так же молча обмывают ее тела под звуки тихой волнующей музыки. Молча, нежно, словно не обмывая мертвое тело, а приготавливая свою сестру к какому-то торжественному выходу. «Это ужасно», думаешь ты, когда видишь.

    Я не думала, что в целом это кино может произвести Такое впечатление. Монтаж, музыка, съемка — здесь была продумана каждая деталь. Видно, что отдавали внимание каждой секунде фильма. Из актерская игра. Здесь каждый отличился, каждый выложился на 100% и более. Джуллиана Мур и ее отчаянная, но сильная героиня, единственная не ослепшая, борющаяся за жизни слепых, словно они ее дети. Марк Руффало и его немного наивный доктор, мечтающий, что все может быть так, как и прежде. Очень красивая, очаровательная Алиси Брага и ее удивительная героиня — нежная, женственная. И абсолютно неподражаем здесь был Гаэль Гарсия Берналь. Я знала его лишь застенчивым и мечтательным Стефаном из «Науки сна», но здесь. Здесь — другое дело. Жестокий, беспринципный ублюдок, смерти которого так отчаянно хочется.

    На самом же деле, это кино точно воспроизводит современный мир. Мы видим, но мы все-таки слепые. И разве сейчас люди не такие же жестокие? Разве порой мы не такие же беспомощные и даже жалкие? Наверное, действительно, нужно сначала ослепнуть, чтобы потом прозреть.

    8 из 10

    23 января 2009 | 22:56

    Глобализация сегодня — это прежде всего обмен информацией. Радио, телевидение, Интернет — без этих средств уже нельзя представить современную цивилизацию. Любая новость, особенно если она имеет мало-мальски важное значение, попадает на ленты мировых информ-агентств. Прежде всего это касается военных действий, природных катаклизмов и эпидемий. И вот создатели фильма решили в масштабах одного города исследовать явление поистине катастрофическое. Попытка провалилась.

    В основу фильма его авторы положили фантастическое допущение: среди людей внезапно произошла вспышка неизвестного заболевания, приводящего к практически полной слепоте. Дальше начинается отслеживание того, как, с какой скоростью, до какой степени может деградировать общество (в данном случае — жители некоего мегаполиса) в таких условиях. И вот уже пошли картинки: люди в костюмах химзащиты, хватающие граждан на улицах, затем резервация, ужасающие условия жизни в этой резервации, больше напоминающей гаитянскую тюрьму для военнопленных, сподвижница, пытающаяся помочь невинным, бездушные охранники с огнестрельным оружием…

    На самом деле в фильме сделано ещё одно допущение, куда более фантастическое, чем первое. В конце концов, вирусных заболеваний пруд пруди, про химическое оружие и недоисследованные биодобавки к пище я вообще молчу, так что вполне может появиться нечто, приводящее к слепоте. Но вот загнать больных людей в барак а-ля тюрьма Гуантанамо, не следить там за их здоровьем, за гигиеной, за дисциплиной, кормить их бог знает как — это 19-й век. Может даже 18-й. Но никак не 21-й. Сегодня такое возможно, пожалуй, только в беднейших странах Африки, куда белые люди не суются. Но нам уже показали панорамы города. Это европейский или американский город. Это современная западная цивилизация. За стенами резервации жизнь идёт ещё пока нормально. Пищу кто-то поставляет, а перед этим, логично предположить, приготавливает её, упаковывает и т. п. Военные, наблюдающие, чтобы никто не вышел наружу, ходят с пистолетами, но без противогазов. Из телевизора вещает президент и выражает сочувствие пострадавшим. Ещё не настолько всё плохо, что в целом мире наступили хаос и анархия. И при том, что снаружи пусть и паника, но по-прежнему цивилизация, внутри резервации людей предоставили фактически самим себе, заставили их вариться в собственном соку.

    Получается, что нас официально пригласили смотреть фильм про маленькое сообщество, превратившееся в новую «Страну слепых», а на деле показывают человечество, лишённое человечности и готовое избавиться от своей части самым антигуманным образом. Ты болен? Сдохни, как собака.

    Помнится, в фильме «Пляж» авторы сделали поумнее: изолированная группа любителей экзотического отдыха, не в силах выносить стоны и крики раненого и не желая оторваться от своего приятного ничегонеделания, относит его подальше в лес, чтобы не слышать его мучений. Но в «Слепоте» общество не является изолированным! События касаются всего человечества и всему ему известны. Однако вместо того, чтобы поместить каждого заболевшего в отдельный стерильный бокс, его кидают вместе с остальными в общую комнату, куда ни один врач не заходит не только в костюме химзащиты, но даже в скафандре.

    Не знаю, может быть я что-то пропустила, может быть за первые сутки заболевание охватило половину мира, так что второй половине ничего не осталось, как срочно избавиться от заболевших любыми способами. Но у меня всё равно сложилось впечатление, что создатели фильма только о том и думали, как изобразить изнанку человеческого общества, как показать моментальную деградацию личности, загнать своих персонажей, как крыс, в замкнутое пространство, и всё это с одной лишь целью: понаблюдать, как они будут грызть друг другу глотки. Нельзя сказать, что цель такая недостойна того, чтобы ею занялся кинематограф. Он в принципе для того и нужен, чтобы показывать, какими мы можем быть. Но на эту тему снято и ещё будет снято много куда более правдивых фильмов. У нас сегодня есть (и, к сожалению, в ближайшем будущем не исчезнут) государства, где жизнь отдельного человека приравнивается к жизни животного в самом худшем смысле этого слова. Об этом снимать можно и нужно.

    Но кинематограф может и другие сюжеты найти, не реалистичные, а правдоподобные. Если уж так хочется показать, как низко может пасть человек в условиях ограниченных ресурсов и возможностей, покажите в самом деле тюрьму. Покажите небольшую страну, в которой властвует диктатура. Потерпевших кораблекрушение на каменистом острове. Богом забытый городишко на стыке 19-го и 20-го веков. Космический корабль, у которого вышла из строя ходовая часть на пути к Сатурну, наконец. Но то, каким образом «получена» подопытная группа в «Слепоте», недостойно внимания. Главная идея фильма глупа. Людям следует иной раз посмотреть, во что они могут превратиться. Но если в это их превращают бездумно, алогично, просто ради самой идеи, значит перед нами обыкновенный садизм. А поскольку у фильма ещё и своеобразный видеоряд, то садизм эстетствующий. Не смею надеяться, что фильм провалился в прокате именно из-за нежелания видеть такое на экране, просто надеюсь, что хотя бы какая-то часть зрительской аудитории пришла к сходным выводам.

    Фильм для недалёких зрителей.

    5 из 10

    5 августа 2012 | 19:04

    Как и в своей известной ленте, в «Слепоте» Мейреллиш показывает эпидемию — люди теряют зрение, один за другим, без явных причин. Больных изолируют, врачи проводят конференции, а слепота набирает обороты и мрак покрывает весь мир. С каждым кадром мы все глубже проникаем во тьму, но уже в ту, что царит в душах людей. Запертые в психиатрической больнице люди становятся все ужаснее в своей повседневной жизни. Но подтекст всего фильма помогает интерпретировать многие детали, которых, как было замечено на обсуждение, огромное множество, возможно, их даже слишком много, что заставляет нас искать символы всюду, и где их нет — тоже.

    Во всем царстве слепых лишь одна женщина (героиня Джулианны Мур) не потеряла зрение. Как нет причин слепоты, так нет причин ее неприкосновенности. Этот факт и все остальные образы, затронутые в фильме, мы можем интерпретировать по-своему. Наказание ли это Бога, который лишил человека одной из важнейших опор в его жизни, которая удерживала его и без которой все пошло крахом, потому что сердцевина оказалось полой, внутренняя пустота? Изобличенная таким жестоким образом бездуховность погрузила человека во тьму, на самое дно? Или это фильм о людях, загнанных в дикие условия не слепотой своих глаз, а слепотой всей своей жизни, в которой нет места состраданию, разумному сосуществованию и сохранения подлинно человеческих качеств, которых не увидишь глазами, но ощутишь чем-то иным, более чувствительным? Как мы слышим в диалоге одной ослепшей пары, «я знаю ту часть тебя, у которой нет имени, не это ли есть суть каждого человека?» А может, этот фильм о власти, которой проще избавиться от проблемы, чем решать ее, которая оказалась неспособной сохранить государство и порядок? Или этот фильм не о слепоте вовсе, а той единственно (возможно, есть и еще, но в фильме только одна) зрячей женщине, о ее зрении, способном презреть бесчеловечность и порочность и призреть даже тех, кто совершил ошибки? О ее испытании, о ее качествах, которые сохранили ей глаза — зеркала души? О том, что в мире слепцов намного сложнее оставаться зрячим, видеть ужасы жизни, несправедливость, пытаться сохранить себя и то, что считаешь верным, стараться не только понять, но и принять. О чем же этот фильм?

    «Вера слепа. Доверие слепо. Жажда слепа. Надежда слепа. Любовь слепа.» Слоган фильма, кажется, не оставляет нам больше ничего. Почему не ослепла героиня… Почему она держалась, почему не сдалась, почему двигалась дальше, почему не убивала всех тех, кто был в ее глазах преступником, почему не взяла власть на себя? Почему она не стала спасителем, но помогала, как могла, почему не пала жертвой, но так нуждалась в поддержке и помощи. Наверно, зрячим человеку и не надо быть, чтобы оставаться человеком, чтобы идти своим путем, чтобы не думать о том, почему все так, почему я, почему я должен помогать. Мы всему ищем причину, оправдание, повод и смысл, а иногда надо делать, делать все, что в силах, и идти до конца. Все слепо, все, к чему мы прибегаем в жизни. Мы хватаемся за зрение, когда надо хвататься за душу.

    Вся история впервые рассказана в книге Жосе Сарамаго, но фильм превратил то, что написано между строк в кадры. Здесь используется огромное количество приемов съемки и монтажа. Кадр двоиться, как двоится любая мораль и как любой выбор имеет двойственную природу. Уходит резкость, когда границы и условности мира рушатся, выставляя напоказ всю подноготную. Белый свет заливает экран, как бы говоря нам, что человек отныне погружен не во тьму, а в свет, который ему надо принять и понять. В фильме переносятся в жизнь сюжеты полотен Люсьена Фрейда, который всегда говорил, что «рисует людей не такими, какие они есть, а такими, какими они могли бы быть». Множество узлов, вопросов, сложностей идут чередой, делая просмотр непростым. Но ключи есть, есть способы разгадок: часть оставляет нам автор, часть мы берем из своих душ. Стоит смотреть, чтобы увидеть. И стоит перестать видеть, чтобы увидеть. Противоречиво? А что еще ожидать о фильме про суть человеческую…

    8 из 10

    21 сентября 2013 | 19:14

    Стоит смотреть этот фильм или нет?

    Определённо стоит.

    Но для того чтобы фильм раскрыл вам свою идею, в него нужно вдумываться. Поэтому просто для развлечения поищите что-нибудь еще. А тем, кто любит фильмы с глубоким смыслом и не против по-раздумывать немного, приятного просмотра.

    Я пережила фильм. Прочувствовала всю боль, весь страх, безысходность, панику и отчаяние героев. Как это, потерять зрение? Больше ничего не видеть, быть беззащитным, нуждаться в помощи. Вы почувствуете это.

    Весь фильм — на одном дыхании. Я полностью погрузилась в эту атмосферу. Фильм потрясает, он вызывает бурю эмоций, раздумий, ставишь себя на место героев. Как же жить? Где найти силы бороться? Будет ли лучше? Или уже конец, проще умереть. Есть ли надежда прозреть? Есть ли конец этим мучениям?

    Ослепшие из-за неизвестного вируса люди помещены в карантин, они уже никому не нужны, их изолировали от общества. Они борются за жизнь. Они слепы, беззащитны, беспомощны, они в отчаянии.

    Но есть одна, она может видеть. Никто не знает об этом. Она их опора, их забота, их помощь и защита. Она взяла на себя всю ответственность за этих людей. Ей очень тяжело. Она любит мужа и не оставила его, она с ним всегда. Она самоотверженна, сильна, у неё сильная душа, её доброта не знает границ, её забота окружает всех. Она видит весь ужас, хаос, всю отвратительность и мерзость их небольшого образовавшегося мира, со своими порядками и законами. Но она находит в себе силы бороться, бороться до конца, вести за собой людей.

    Картинка фильма очень необычна. Она ограничивает обозрение. Видишь только то, что близко, а там, дальше, неизвестность. Мало красок, яркий свет, за которым ничего не видно; темнота, которая пугает своей неизвестностью.

    Джулиана Мур. В который раз убеждаюсь, что она хороша. В фильме она как будто жила жизнью своей героини. Она потрясающая. Благодаря Мур ты веришь во всё то, что происходит на экране, ты искренне веришь в каждую её эмоцию и чувствуешь это на себе.

    Как увидеть душу человека? Всегда ли душа соответствует внешности?

    Умеете ли вы ценить всю красоту мира, которую вы видите? Видите ли людей такими, какие они есть на самом деле? Фильм поможет ответить вам на все эти вопросы.

    Это кино определенно стоит просмотра, оно поменяет кое-что в вашем мировоззрении, может чуть-чуть, а может больше. Оно откроет вам глаза, и вы увидите.

    10 из 10

    5 июня 2012 | 11:38

    Фильм «Слепота» 2008 года, снятый режиссером Фернанду Мейреллишем, является экранизацией одноименного романа нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. Его сложный и тяжелый для восприятия текст в стиле потока сознания с блеском перенес на экран сценарист Дон МакКеллар, поэтому фильм можно спокойно смотреть, не читая оригинальный литературный первоисточник.

    Фильм рассказывает зрителю историю о том, как однажды большой мегаполис поразила неизвестная эпидемия слепоты. Главные герои в лице персонажей Джулианны Мур, Марка Руффало, Дэнни Гловера и Гаэля Гарсия Берналя вынуждены бороться за выживание, ибо все человеческие пороки и низменные инстинкты выпозли наружу. Слепота становится испытанием для людей на гуманность, доброту и веру, поэтому фильм можно назвать философской притчей, полной сакрального, религиозного смысла, ибо люди в фильме были слепы и до эпидемии, не видя окружающего мира. Режиссер уверенными и откровенными мазками обнажает всю суть человеческой природы, олицетворением которой становятся герои Гаэля Гарсия Берналя и Мори Чайкина.

    Помимо необычной тематики фильм привлекает внимание сильной актерской игрой. Джулианна Мур, героиня которой оказывается в тяжелой ситуации, воплотила символ настоящего человеческого сострадания и участия. Ее жертвенная натура и любовь становятся в фильме неким светлым пятном в этом мире, падающем в бездну. Отлично сыграли свои роли и Марк Руффало, и Дэнни Гловер, и Гаэль Гарсия Берналь, гениально сыгравший самого неоднозначного персонажа в фильме.

    Работа оператора Сезара Шарлона просто потрясает. Апокалиптический натурализм делает картину шедевром далеко не для каждого зрителя, ибо режиссер намеренно не избегает острых углов. Чем ближе к финалу, тем больше в картине начинают преобладать мрачные тона. Зритель сам проходит через жестокие испытания, дабы вскоре очиститься и просветиться.

    «Слепота» — фильм, который должен посмотреть и оценить каждый поклонник авторского кино. Эта необычная и шокирующая драма позволяет зрителю взглянуть и на себя под другим углом и многое переоценить в своей жизни.

    10 из 10

    18 июня 2012 | 12:54

    «Слепота» — один из пропущенных мной фильмов, в ожидании, спокойно лежавших на полке. За неимением хорошего свежака, я обратил взор на фильм Фернанду Мейреллиша, снятого по роману Жозе Самараго, повествующем о том, как в один прекрасный день люди ослепли. Не знаю как там с адаптацией романа для экрана, но фильм получился довольно интересный и жестокий. Количество ослепших с так называемой «белой слепотой» становится всё больше и больше, всё это напоминает глобальную заразную эпидемию. С каждым днём слепнут сотни человек, и армия закрывает таких в больницах и специальных помещениях, действуя как при инфекционных болезнях. Всячески ограждаясь от незрячих, правительство, даже не предоставляя им врачей и помощь, бросает на произвол судьбы. Среди этих людей только один человек, оставшийся со зрением — жена доктора-окулиста. Она всячески помогает мужу в этой ситуации, и оставаясь «под прикрытием» среди незрячих, помогает и им, являясь своеобразным проводником. Изолированные и охраняемые в помещении больницы, люди совершенно не знают, что происходит снаружи и только по обрывкам радиопередач можно понять, что в мире происходят катастрофы и этот антропогенный апокалипсис так сказать, затронул не только их город.

    Главной героине предстоит нелёгкое испытание в мире слепых, где даже после такого страшного форс-мажорного события, находятся люди, способные диктовать свои правила и ведущие себя подобно животным, готовым глотку рвать ради еды, готовым застрелить любого, кто ослушается. Место обитания мгновенно превращается в общественный туалет, полуголые слепые люди, слоняются босиком, наступая на чей-то свежий кал, оставленный явно не у места. Всюду хлам, бардак и вонь. В этом фильм очень реалистичен, ярко и наглядно показывая беспомощность людей, попытки адаптации, весь страх и безысходность настоящего, особенно когда обнаглевший парень с пистолетом и такими же дружками, из соседней палаты, просит женщин в обмен на еду. Режиссёр умело воспроизводит поведение, разные ситуации, пороки слепого общества и единственную видящую женщину, обречённую наблюдать за всем этим, извините меня, дерьмом. Смотрится фильм местами тяжело, но показывает он облегчённый вариант развития событий при глобальной слепоте, всё могло бы быть гораздо ужаснее, но в кадре только кучка людей, потерявших одно из самых ценных — зрение. Но и этого небольшого масштаба хватает, чтобы полностью ощутить безобразие слепого мира.

    В техническом плане картина снята отлично. В таком кино на довольно специфическую тему слепоты, оператор прибегнул к некоторым визуальным эффектам, помогающим приблизиться к ощущениям героев. Всплески белого, контраст и бледные цвета иногда подбрасывали мысль, будто бы главная героиня тоже ослепнет, и тогда мы больше ничего не увидим. Показали и город с пустынными улицами, брошенными, где попало автомобилями, автобусами. Повсеместный мусор и беспорядок, шатающиеся люди, не нашедшие путь домой… и трупы. Эти моменты ничуть не уступают другим картинам на подобную тематику. Музыка необычна, создаёт атмосферу и особенно понравилась в сцене с дождём. Подбор актёрского состава мне видится очень удачным. Джулиана Мур похожа на героиню из «Дитя человеческое», может похожий антураж фильма сыграл, но она отлично смотрелась в этой роли. Рассудительный Марк Руффало, Юсуке Исейа, подонок Гаэль Гарсия Берналь, милая Алиси Брага, у всех совершенно разные персонажи, но к концу картины будто оборачиваешься назад и видишь эти недели, прожитые вместе.

    «Слепота» — очень специфичное и сложное кино о человеческих слабостях, пороках и страхах. Кино о силе духа, прощении и доброте, и ещё много подобных слов. Фильм однозначно поучительный и даёт задуматься о современном мире, в котором такой черни уже хватает сполна, и только ослепнув, некоторые люди, искренне осознав ошибки и грехи, захотят увидеть мир новым чистым взглядом. К сожалению таких слепцов уже много, стоит только выйти на улицу. Может это предостережение свыше или просто физиология, кто знает, но так или иначе, берегите своё зрение.

    8 из 10

    10 апреля 2011 | 16:27

    Мало кто задумывается, зачем таки человекам нужно зрение. С одной стороны — хаос, творящийся в современном мире, является самым капитальным, «бетонным» аргументом как раз обратного. Проще не видеть весь этот ужас. И этот человек будет прав. Но с другой стороны — глаза связывают нас с окружающим миром, позволяя куда более детально, подробно изучить то, что ты есть и где находишься. Зрение необходимо лишь тогда, когда есть на что смотреть, но смотреть на всяких подонков, ублюдков, мразей и тварей, которыми кишит общество, вряд ли кому-то в радость. Наоборот, многие закрывают глаза на все это. Наверное, в этом и есть суть фильма, его идея, фишка если хотите. Люди уже давно стали безразлично воспринимать чудеса, некогда дарованные им свыше, и потому эти чудеса за ненадобностью просто исчезают, растворяются. Слепота. Возможно, это один из самых страшных недугов наравне с теми, когда человек не может слышать или говорить. Но если ты слеп, ты не сможешь выбрать себе дорогу, по которой идешь, и никто тебе не поможет, потому что все в таком же положении. Понять, осознать, но ни в коем случае не принять факт безысходности — вот он, посыл ленты. Нужно просто уметь подстраиваться, приспособляться. Начать наконец-то ценить…

    Как и во многих других псевдоумных блокбастерах про мировые катаклизмы, здесь акцент делает не на то, что именно произошло, а то, к чему это привело. Надо понимать и то, что «Blindness» — это ни в коей мере не блокбастер и уж тем более не массовый фильм. Можно проводить параллели с «Явлением», но картина Шьямалана отличалась детской простотой и бессмыслицей, будучи схожей лишь тем, как такое могло произойти и за что нам все это. В данном же случае ответов на все вопросы быть априори не может, тем не менее, роман португальского писателя Жозе Сарамаго «Ensaio sobre a Cegueira», сюжет которого и лег в основу картины, возможно, что-то и поясняет, но уж точно не говорит, почему, отчего и за что людей так покарали. Правильно кто-то сказал, «Слепота» — это философская притча с ярко выраженным мучеником (Джулианна Мур), в лице единственно-зрящей женщины. Надо быть действительно безумцем, чтобы с такой точностью описать ее переживания, сомнения и не дюжий героизм. Да, безумцем, но гениальным безумцем. И если роман прочесть — дело затруднительное, то посмотреть этот фильм и восхититься постановкой Фернанду Мейреллиша обязательно стоит.

    Здесь не будет зубодробительного боевика, комедии или чего-то другого, так характерного для нынешнего кинематографа. «Слепота» просто начнется и закончится. И фильм, и болезнь. Вряд ли стоит искать глубокий смысл этих скитаний, хотя бы потому, что он лежит на поверхности. Фильм реализуется на 101% как драма, заставляя зрителя не просто верить в происходящее, а стать его участником, начать переживать, сочувствовать. Причем делается это не просто так, то есть здесь такой явной агитации за то, что надо плакать именно вот тут вот, а здесь вот смеяться, нет, но есть мелочи, из которых и складывается общая картина. Она сложна, многогранна и оригинальна. В ней нет лишних моментов: нельзя ничего вычеркнуть, сократить и показать менее подробно. Джулианна Мур выступает в сложной, эмоциональной, сильной роли пророка, ведущего людей вперед, спасая от погибели, добывая пищу, жилье и одежду. Мур не играет, а живет, и это не какое-то там безосновательное, пафосное заявление, а вполне реальный факт, в котором можно очень легко убедиться.

    Еще одним несомненным плюсом выступает великолепная режиссура Фернанду Мейреллиша, который сумел сделать ахтидраматическую ленту, прибегнув лишь к парочке душераздирающих сцен и не показав почти ничего в плане насилия. Просто оператор очень хорошо выполнил свою работу, а композитор дополнил ее отличным музыкальным сопровождением. Вот и все. Фильм хорош в той степени, в которой сложен для восприятия, но, тем не менее, именно такое кино хочется рекомендовать своим друзьям, как одну из самых сильных драм, увиденных мною.

    «Blindness» — это такое кино, следующий миг которого предугадать сложно, но не сложно понять, что этот миг окажется еще более сложным, четко выверенным и эмоциональным, чем предыдущий.

    9 апреля 2011 | 19:48

    Из тех фильмов, которые случайно начинаешь смотреть, а, всмотревшись, не можешь оторваться. Фильм о том, что ты из себя представляешь, кем ты можешь быть и, наверное, станешь, когда, как ты подумаешь, не останется выбора. А, может, о людях, для которых и вопроса то такого не стояло.

    Не зря в этих кадрах мельтешит однообразная картинка, сплошной свет сепии, один и тот же коридор. Сцены насилия, если можно так сказать, «гармонично» вливаются в общий ход картины, и, где-то посередине, ощутив неимоверное напряжение этих кадров, вдруг прозреваешь, понимая, что, возможно, это ты можешь находиться на месте одного из героев, делать, так как они поступают, думать так как они.

    Слепота даёт такую возможность. Попробуйте завязать себе глаза и провести в одиночку неделю. Вы не представляете, в какую пучину безысходности это вас повергнет. Каково же было было женщине, которая видела эту безысходность наяву много часов подряд. Тут не показан какой-то киношный надрыв, эти похожие кадры загоняют нас в то состояние, в котором герои прожили самую главную часть своей жизни, ту часть, где возможно прощение, сострадание и любовь.

    Это мы с вами ходим по жизни, зачастую кружась по кругу, как слепцы из этого фильма, но и можем найти дорогу, когда найдём плечо того, кто идёт впереди, пускай он даже не видит дороги.

    7 сентября 2010 | 23:22

    Человек. Homo sapiens. Вершина революции. Мы самые совершенные существа на планете. Мы живём в цивилизованном мире и являемся таковыми же. Но это не однозначно, так как если не станет этой цивилизации, мы тоже сгинем, как дикий скот, которыми на самом деле и являемся. Ведь с самого начала нашего существования мы приспособляемся к этому миру, как можем. И с каждым веком окружающая нас среда тоже меняется — мы её конструктивно меняем и уже эта среда под нас подставляется, а не мы под неё. Машины, компьютер, коммунальное хозяйство — это наше творение и гордость, это то, бес чего мы не можем жить. Но, если взглянуть с другой стороны, эти технические чуда — ничто, по сравнению с человеческими чувствами. Ведь когда мы вдруг внезапно теряем зрение и не можем видеть этот мир и пользоваться всеми благами цивилизациями — наша истинная сущность просится наружу. Мы убиваем, издеваемся над себе подобными как хотим, мы превращаемся в дикое животное, которое теряет способность мыслить по-человечески.

    Антиутопия — это очень хороший и популярный жанр в киноискусстве и конечно же большое поле для развития мысли сценариста. Апокалипсис — тема очень избитая: — это может быть и «зомби» (прародителю Ромеро большой привет) — «28 недель спустя», «Обитель Зла. Вымирание», и «природа» — «Явление», и «роботы» — «Терминатор. Да Придёт Спаситель», и просто «вирус» — «Я Легенда», «Дитя Человеческое» и, конечно же «Слепота». Именно три последних фильма я считаю полноценными и первоклассными фильмами поджанра постапокалипсической антиутопии.

    Характеры персонажей очень хорошо проработаны, чувствуется их беспомощность, ненависть ко всему миру, но также есть персонажи, которые не теряют самообладание и силу воли, готовы биться до последней минуты изо всех сил — это персонажи Джулианы Мур и Уилла Смита. Режиссура очень хороша, сценарий у обоих фильмов первоклассный, только вот работа оператора в «Слепоте» не слишком радует.

    8 из 10

    P.S.: Нет Великой Войны, нет Великой депрессии. Наша война — Война духовная, наша депрессия — Наша Жизнь.

    29 июня 2009 | 02:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 374 руб.
    подробнее

    Новости


    Режиссер «Преданного садовника» и «Слепоты» Фернанду Мейреллиш разрабатывает биографический фильм о семье Онассис. Проект под рабочим названием «Враг» (Nemesis) будет основан на книге Питера Эванса «Враг: Правдивая история Аристотеля Онассиса, Джеки О и любовного треугольника, свергшего Кеннеди». Мейреллиш начинает кастинг и видит в роли Роберта Кеннеди Майкла Фассбендера(...)
     
    все новости

    Статьи


    По случаю выхода на российские экраны романтико-апокалиптической драмы „Последняя любовь на ЗемлеКиноПоиск вспомнил шесть нетривиальных и порой недооцененных фильмов о конце света — не только глобальном, но и личном... (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Когда на Каннском кинофестивале появились «фильмы открытия»? Почему в эту категорию попадают совсем непохожие друг на друга картины? Сколько среди них российских лент? Разбираемся, какие фильмы открывали самый престижный киносмотр мира. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    175.Военный ныряльщикMen of Honor8.153
    176.Апокалипсис сегодняApocalypse Now8.152
    177.Ледниковый периодIce Age8.150
    178.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.150
    179.Новый кинотеатр «Парадизо»Nuovo Cinema Paradiso8.150
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy94.70%
    12.Кредо убийцыAssassin's Creed94.56%
    13.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.54%
    14.Прометей 2Prometheus 294.49%
    15.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.29%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In8
    Молода и прекраснаJeune & jolie106
    Доктор КтоDoctor Who161
    Последний часZero Hour4
    ПленницыPrisoners152
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.540
    ГераклHercules6.316
    Домашнее видеоSex Tape5.587
    Король сафариKhumba5.854
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.678
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры