всё о любом фильме:

Полет красного надувного шарика

Le voyage du ballon rouge
год
страна
слоган-
режиссерХоу Сяосянь
сценарийХоу Сяосянь, Франсуа Марголин
продюсерКристина Ларсен, Франсуа Марголин, Реми Бура
операторЛи Пинбинь
композитор-
художникПол Файяр
монтажЖан-Кристоф Хим, Ляо Цинсун
жанр драма, семейный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  19.8 тыс.,    Нидерланды  16.3 тыс.,    Польша  14 тыс., ...
премьера (мир)
время115 мин. / 01:55
У мальчика Симона есть необычный друг — красный воздушный шар, летающий над крышами Парижа и видимый только ему. Мать Симона перегружена работой в кукольном театре, поэтому Симон часто остается дома один. Чтобы присматривать за Симоном, она нанимает для него няню — студентку кино института из Тайваня.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
80%
70 + 17 = 87
6.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В самом начале фильма на автобусе можно увидеть рекламу фильма «Дитя человеческое» 2006 года с Клайвом Оуэном.
    Трейлер 01:26

    файл добавилYoungFather1973

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка


    «Это круглое, красное пятно, пляшущее на изумительных серых тонах крыш Монмартра, Монмартра, наблюдаемого с птичьего полета и столь же свободного от реальности, как полотна Моне».

    П. Лепроон о фильме Альбера Ламориса

    Шумная парижская улица. Маленький мальчик с большим рюкзаком смотрит куда-то вверх. За фонарный столб зацепился воздушный шарик вызывающе красного цвета. Мальчик хочет поймать шарик за веревку, но тот медленно поднимается выше и скрывается в кронах деревьев.

    Так начинается фильм Хоу Сяосенья «Полет красного шара». Кто-то назовет эту картину довольно вольным римейком короткометражного шедевра 1955 года «Красный шар», Альбера Ламориса. Но это совсем не так. «Полет красного шара» образца 2007 года, это скорее дань уважения творчеству Ламориса, попытка переосмыслить оригинал и создать на его основе свое произведение. Этот фильм — часть культурного проекта, организованного музеем Орсе, обязательным требованием которого было появление музея в самой картине.

    Действующими лицами «полета красного шара» являются мальчик Симон, его мама в исполнении Жюльетт Бинош, сиделка-китаянка Сун и множество второстепенных персонажей. Мама Симона творческая натура, она импульсивна, эмоциональна и постоянно куда-то спешит. Для сына у нее совсем нет времени, поэтому Симона окружают неродные ему люди — няня, учитель музыки, соседка. В силу своего юного возраста мальчик не понимает, что происходит вокруг него, кто эти люди, бегающие взад вперед с авоськами и почему мама появляется в его жизни лишь эпизодически. От того Симон постоянно печален, задумчив и погружен в себя.

    Весь фильм мы наблюдаем за жизнью этой странной французской семьи — репетиции китайской кукольной пьесы у матери, прогулки няни и Симона по Парижским улицам, житейские хлопоты в маленькой квартирке.

    Наблюдает за этим и идеально круглый красный воздушный шар — наблюдает, заглядывая в окна и незаметно следуя за героями над их головами.

    Кроме Симона шарик никто не видит. Да и если бы увидел, не придал бы этому большого значения. Уж слишком взрослые заняты решением своих проблем, чтобы обращать внимание на такую безделицу. А для маленького Симона воздушный шар — возможность уйти от действительности в свой, детский мир.

    Для нас, зрителей образ красного шара, это приглашение увидеть в жизни нечто большее, чем житейские хлопоты и повседневную рутину. Отделить действительно важное от мусора, взглянуть на мир с высоты полета красного воздушного шара.

    «Полет красного шара» — это низкий поклон, обращенный в прошлое. Это попытка повторить стиль французских режиссеров 50-60 годов прошлого века. Это экскурсия по Парижу, которая начинается на улочках, в кафе и парках, а заканчивается в маленьких парижских квартирках — студиях под такой узнаваемый голос Шарля Азнавура.

    Кому-то эта попытка покажется скучной и мало содержательной, кто-то будет очарован особой, неспешной атмосферой фильма, где бытовые зарисовки сменяются весьма узнаваемыми городскими панорамами.

    Уже в самом финале красный воздушный шарик будет биться в стекла помпезного здания музея Орсе, и не найдя понимания медленно начнет подниматься все выше и выше над суетой большого шумного города и только маленький мальчик будет глядеть ему вслед…

    25 марта 2010 | 09:47

    Хоу Сяосянь, как и многие азиатские режиссеры, после многих лет сотрудничества с французскими инвесторами, отдал дань копродюсерам и поделился с ними своим талантом, сняв очередной фильм в Париже. То же, кстати, сделал и Цай Минлян с «Лицом». И если пустится перечислять всех тех, кто продался, скажем «Canal +», то станет очевидно, каким образом французское кино стало вторым в мире после американского, а по значимости и вовсе первым.

    Опять же, Цай Минлян снимает по заказу святыни парижского искусства, Лувра. Хоу Сяосянь для проекта музея Орсе берет за основу своей картины знаковую короткометражку — «Красный шар» Альбера Ламориса. Оба тайваньца должны снять едва ли не более французское кино, чем это сделали бы сами французы. Не знаю, что получилось у Цай Минляна, но Хоу Сяосянь аккуратно выдерживает заданную эстетику, имея при этом собственную эстетическую планку, надо заметить, довольно высокую.

    «Полет красного надувного шарика» — ни к чему не обязывающая зарисовка из жизни современной французской семьи: погруженной в заботы эксцентричной актрисы Сьюзанн (Жюльет Бинош) и ее маленького сына Симона. За отсутствием времени у матери, мальчика окружают сплошь чужие люди — няни, учителя музыки, далекие родственники, мамины друзья. Само собой, напрашивается вывод, что фильм этот — об одиночестве ребенка, намыслившего себе странного друга, антропоморфного надувного шарика, летающего над парижскими крышами. Можно в принципе никаких выводов не делать, и провести два часа, наблюдая за их безыскусным, ничем не отличающимся от нашего, существованием. Хоу Сяосянь был всегда излишне скромен, даже когда экспериментировал. Коренное отличие «Полета красного надувного шарика» в том, что на сей раз, он совершает попытку снять разделяющее стекло между фильмом и зрителем, максимально приближая героев к реалистичности.

    Предыдущий тезис многие назовут достаточно спорным, потому что обычно тихая Жюльет Бинош ведет себя здесь излишне театрально и шумно. Ей кажется, что весь мир вертится вокруг нее, ее проблемы автоматически становятся проблемами окружающих, и они все заинтересованы в их решении, хотя бы из уважения к ней. Такие люди в действительности встречаются крайне редко. Мы все любим пожаловаться на свою жизнь, но при этом собственные печали не напрочь застилают нам глаза на периферийную жизнь друзей, соседей и коллег. Сьюзанн даже новоиспеченной няне, тайваньской девушке Хон, выдает всю подноготную своего развода. Может, это, конечно необходимо, потому что няне нужно взаимодействовать с ребенком, которого бросил отец, но героиня Жюльет Бинош словно убеждена в том, что раз Хон вошла в ее дом, значит, ее априорно должны интересовать подобные вещи. Где в этой избыточности реалистичность? Формализованное азиатское кино, грешащее отсутствием динамичной увлекательности, под напором Сьюзанн обретает теплоту и бытийную правдивость, но, увы, никак не увлекательность.

    В «Полете красного надувного шарика» все те же тесные комнаты Хоу Сяосяня, на сей раз переполненные житейским беспорядком. Обстоятельства, знакомые каждому из нас. Элемент экстрагированного искусства в виде красного шара, залетевшего из прошлого. Сюжет, видимо, шаром подсмотренный. Это просто два часа в окружении незнакомых людей, милостиво делящихся своими радостями и горестями. В Париже, который Хоу Сяосяню удался на славу.

    1 декабря 2011 | 23:15

    Хоу вбрасывает в суетливую толпу или вешает над линией горизонта подпрыгивающий и покачивающийся воздушный шар, круглое красное пятно, смещающее и оттеняющее тусклые краски повседневности. Воздушный шар — это внутренняя рамка, которая позволяет повседневности «всплыть», стать видимой как нечто достойное внимания или даже чудесное. Это как широкая красная полоса посередине холста Малевича

    Майкл Сицински о «Полете красного шара» Сяо-сяня.

    «Полет красного шара» — это своеобразный оммаж французскому режиссеру Альберу Ламорису и его знаменитой короткометражке «Красный шар».

    «Полет красного шара» отличается эмоциональной игрой Жюльетт Бинош. Актриса, вдохновленная предоставляемой режиссером свободой, решила сыграть некий трибьют Джине Роулендс из «Женщины под влиянием» Кассаветиса. Эта эмоциональность, контрастирующая, казалось бы, с отстраненным стилем Хоу, привела к неожиданному результату: получился чуть ли не лучший фильм в биографии режиссера.

    По сюжету китайская студентка Сон, изучающая киноискусство, приезжает учиться в Париж и устраивается присматривать за кудрявым малышом Симоном — его воспитывает вечно занятая Сюзанна (Жюльетт Бинош), работающая в кукольном театре (это любимая, видимо, тема Хоу, у него есть ранний фильм «Кукловод», который Бинош смотрела перед съемками). По городу в это время летает красный шар.

    Сам фильм, безусловно, это не ремейк «Красного шара». Он прост, но в тоже самое время сложен и детально продуман. Прежде всего из-за двойной оптики. С одной стороны, есть фильм Хоу, вдохновленный Ламорисом. С другой — героиня Сон сама снимает некую короткометражку о красном шаре, фотографирует, оцифровывает чужие пленки. Режиссер еще и играет с восприятием зрителя, демонстрируя кажущиеся сентиментальными сцены с огромным красным шаром, перемещающимся по Парижу.

    Эпизоды с шаром особенно меланхоличны. Достаточно сказать, что почти первое, что шар делает в кадре, — бросается под поезд в метро, чтобы в последний момент выскочить на платформу. Шар — воображаемый друг Симона, которого больше никто не видит. Большая часть действия фильма происходит в квартире, в которую заходят разные люди: преподавательница музыки, настройщик пианино, соседи и знакомые. Сюжета особого и нет — просто зритель, словно гость, наблюдает за сменяющимися людьми. Это и точка зрения маленького Симона, которому непросто пока понять устройство взрослого мира. У него в свою очередь есть шар — воображаемый друг, которого больше никто не видит и с которым его всегда что-то разделяет: окно, крыша музея, стекло поезда в метро. Вне дома Симон играет в пинбол и катается на карусели…

    Когда Симон вспоминает о своей сестре Луизе, живущей в Брюсселе и приезжающей к нему только летом, Хоу снимает флэшбэк, показывая их давнюю прогулку, при этом разговор из настоящего продолжается за кадром и в прошлом, и наоборот — песня Азнавура, выбранная в музыкальном автомате, не пропадает и после монтажной склейки, накладываясь на следующий эпизод. Хоу — скромный авангардист, аккуратно работающий с визуальными и звуковыми приемами, но не акцентирующий их.

    Еще один удивительный момент касающийся мамы мальчика — Сюзанны: героиня привносит свой медиум в частную жизнь. В театре Сюзанна озвучивает куклы, но и дома она не перестает быть актрисой, по-прежнему пребывая «в образе». На фоне нейтрального стиля Хоу Сяосяня театральная игра Бинош проступает особенно ярко, из-за чего аудитория фильма разделилась на два лагеря — давних поклонников метода тайваньского режиссера и зрителей, которым в фильме нравится только игра Бинош.

    Квартира Сюзанны — это сцена и для других персонажей — ее соседа Марка и его подружки, адвоката семьи Лоренцо, учительницы музыки, занимающейся с Симоном, рабочих, переносящих пианино из одной квартиры в другую, слепого настройщика… Театр растворен в пространстве французского дома, что, видимо, следует провести по части этнографических наблюдений Хоу Сяосяня. У каждого эпизодического персонажа есть что-то вроде своего выходного «номера». Многие из этих номеров являются чистой импровизацией и вызваны случайным стечением обстоятельств. За всем этим комическим балетом, наблюдает беспристрастная камера, вместе с Сон и Симоном занявшая место в партере — в проходной гостиной, между кухней и прихожей. В результате чего в «Полете красного шара» простейший бытовой сюжет складывается уже задним числом, некоторое время зритель чувствует себя потерянным внутри фильма, который не сходится, не собирается.

    Про «красный шар»: Хоу в точности повторяет некоторые сцены из ленты Ламориса, но у тайваньского режиссера красный шар существует, во-первых, как культурная референция из студенческого фильма, который снимает Сон, а во-вторых, как фантазм маленького Симона. Если у Ламориса красный шар и его странно очеловеченное поведение были очевидны для всех, то у Хоу он — как Карлсон для Малыша: никто, кроме мальчика, его не видит. Для Симона эта галлюцинация — возможность хотя бы на время отстраниться от окружающей реальности. От истеричной, занятой только собой матери, от того факта, что семья распадается, от тоски по сестре, живущей в Брюсселе, и сбежавшему в Монреаль отцу.

    В некотором роде Симон переживает двойное отчуждение. Кукольный театр его матери не адресован детям: забредя на репетицию, мальчик наблюдает за происходящим на сцене с рассеянным недоумением. Но и классическая детская история с красным шаром подвергается деконструкции. Снимая короткометражку по мотивам фильма Ламориса, Сон вскрывает прием, демонстрируя Симону, каким образом «оживляется» шарик. Когда Симон идет по улице, а за ним следует шар, технически он подвешен на что-то вроде удочки, которую несет человек, затянутый в зеленое трико наподобие Фантомаса. Костюм зеленый, поскольку именно этот цвет можно полностью стереть на этапе постпродакшн. Подлежащее стиранию тело «зеленого человека» соотносится со скрытым за кулисами телом кукольника-манипулятора. Красный шар — тоже кукла-марионетка: кукольный театр воспроизводится здесь средствами кино. Все приемы обнажаются, и для Хоу, конечно, невозможен эйфорический финал фильма Ламориса.

    У Сюзанны есть еще одна квартира ниже этажом, которую она сдает другу семьи Марку. Тот, однако, злоупотребляет дружбой и доверием, то и дело вторгается к Сюзанне, чтобы попользоваться ее вещами, не убирает в квартире и несвоевременно вносит арендную плату. Дело доходит до того, что Сюзанна принимает меры для выселения неудобного жильца, тогда как тот упирается, заручается поддержкой отсутствующего отца семейства (мужа Сюзанны) и устраивает неприличный скандал на лестничной клетке. Но очевидно, что ни дочь Сюзанны, ни ее отец возвращаться в Париж не собираются, семья распалась.

    Сюжет сдвинут на периферию фильма, фрагментирован и рассказан с точки зрения человека, который сидит в гостях в проходной комнате и наблюдает, как в квартире появляются, входят и выходят незнакомые люди, связанные между собой неясными ему отношениями, и никто ему ничего не объясняет… Из персонажей в таком же положении оказываются двое — няня-китаянка Сон, попавшая в чужую культуру, и мальчик Симон, в силу возраста не очень понимающий, что происходит у взрослых. Сюзанна в свою очередь ничего не объясняет ни Сон, ни сыну. Не получая ответ на свои вопросы, зритель смиряется с невозможностью разобраться в хитросплетениях чужих отношений и вместе с Симоном и Сон возвращается к их неторопливым совместным занятиям — прогулкам, посиделкам в кафе, работе над фильмом о красном шаре… Сюжет затирается, как тело человека в зеленом комбинезоне.

    Таким образом, фильм — оммаж «Красному шару» Ламориса, который снимают Хоу и его героиня Сон, — это способ сохранения модели, настроения, уловимого в воздухе, фиксация рассеянных по городу деталей, из которых может быть собрано искомое произведение. Картины и художественные объекты можно с чистой совестью отдать в музей, но для сохранения фильма требуется снять другой — не покадровый римейк, но импровизацию на заданную тему.

    9 из 10

    13 июля 2010 | 15:01

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    190.Принцесса МононокеMononoke-hime8.137
    191.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.134
    192.Я – СэмI Am Sam8.134
    193.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.130
    194.ПрофессионалLe professionnel8.128
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.ВаркрафтWarcraft92.24%
    27.Человек-муравейAnt-Man92.20%
    28.ГодзиллаGodzilla92.07%
    29.Мир Юрского периодаJurassic World91.93%
    30.МалефисентаMaleficent91.79%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    МизериMisery102
    Лифт27
    ДивергентDivergent25
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 21
    Инструкции не прилагаютсяNo se Aceptan Devoluciones3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.003
    Скорый «Москва-Россия»5.351
    ДивергентDivergent7.221
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.672
    СаботажSabotage5.714
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры