всё о любом фильме:

Самсара

Samsara
год
страна
слоган«Целый мир твоими глазами»
режиссерРон Фрике
сценарийРон Фрике, Марк Магидсон
продюсерМарк Магидсон, Салим Эмин, Суха Арраф, ...
операторРон Фрике
композиторМарселло Де Франчиши, Лиза Джеррард, Майкл Стернс
монтажРон Фрике, Марк Магидсон
жанр документальный, музыка, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Россия  72.2 тыс.,    Польша  42.2 тыс.,    Чехия  7.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время102 мин. / 01:42
Фильм, снятый полностью на 70-миллиметровую пленку, представляет собой полуторачасовое путешествие по самым удивительным местам планеты (всего в фильме покажут 25 стран на 5 континентах). Действие «Самсары» переносит зрителя на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (14 533)
ожидание: 98% (59)
Рейтинг кинокритиков
в мире
77%
59 + 18 = 77
7.0
в России
86%
6 + 1 = 7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • По словам создателей, композитор Майкл Стернс сочинял саундтрек для фильма уже после того, как монтаж ленты был выполнен Роном Фрике и Марком Магидсоном. Во время их предыдущей совместной работы — фильма «Барака» (1992) — монтаж осуществлялся уже на готовую музыку.
    • Фильм полностью снят на 70-миллиметровую пленку.
    • Самсара (в переводе с санскрита буквально означает «непрерывный поток») — это повторяющийся цикл рождения, жизни, смерти и перерождения в таких религиозных течениях, как индуизм, буддизм, бон, джайнизм и йога. В сикхизме эта концепция несколько отличается и смотрит на наши действия и их последствия в настоящем.
    • Фильм создавался более 5 лет в 25 странах мира.
    • В течение нескольких лет создатели фильма пытались получить разрешение снимать в Северной Корее, но в конечном итоге им было отказано.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 920 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ты хочешь, чтобы я тебе показал то, чего нет? Но ВСЕ уже есть, только ты можешь меня удивить, потому что для меня нет мира, сегодня именно ты можешь меня удивить, сделай это прямо сейчас. Я беру яблоко и осознаю его. Казалось бы я знаю что это яблоко, зачем мне думать о его вкусе, о том как оно росло, как его не было когда-то. Зачем снимать то, что я знаю — ну, казалось бы. Тем более, кроме того, что я это знаю это уже и было. Есть понятия равности. Что это? Это когда ты не сравниваешь с тем, что, к примеру, «Дом» снимался отъявленными панками, нежными, но панками. Такими даже хиппи-панками. И, ты думаешь раздвинув ноги с пивом, думаешь глядя в глаза кино — ну, давай мне покажи чего я еще не видел, разверни мен. Но если ты не видишь в себе всего мира тогда и разворачивать нечего, ты просто этого не увидишь. Самсара реально не удивляет если ты пришел с оружием в руках и хочешь женщину мечты. А если нет ни мечты как таковой, ни женщины, ни мира, ни оружия, ни тебя — что тогда делать, чем тогда будет Самсара?

    Возьми свой день, не теряйся, что тебя просят об этом, раз ты это читаешь — значит ты силен, чтобы это услышать и не бежать от этого. Внеси в комнату все свои вещи, людей, с которыми ты проводишь время, самых даже дорогих, все книги, мысли, мечты, цели, все свое спокойствие, веселье, положи на пол, уменьши, визуализируй каждую из этих структур, вспомни как ты их облагораживало, как они все в тебе развивались, посмотри как они подбегают к друг другу, как обнимаются, как перетекают, как связаны, как это выглядит по-доброму и мощно — это все ты, это прекрасно, это вечно вот здесь и сейчас, не будет потом такого. Только на следующий день будет такое же. И теперь представь, что твое сознание сверху и ты видишь как тебя смотрящего на это все в доме накрывает плитой строительной. И тебя нет, но ты не расстраиваешь и не радуешься, ты просто это видишь. Потому что знаешь что сам направил эту плиту на себя. И направишь и в следующий раз. Ты пустыня.

    Что ты сделаешь потом — ты создаешь планету и будешь расставлять на ней мазками реки, людей, которым будет хорошо жить вдоль рек, где они смогут жить. Ты выстроишь порты и богатые города. Через тысячу лет ты сотрешь их стукнув ногой по планете. Ты видишь эту тысячу лет, она маленькая, ты видишь прямо сейчас как слюна отходит и вы чувствуете отвращение к водке, на счет раз — водка перестает звать вас к себе, на счет два водка меняет свое название на «лодка» и вы хотите плавать как Конюх по всему свету, на счет три водка для вас превращается в далекие недосягаемые для выпивания квазары. Раз, два, три…

    Что делает Самсара. Во-первых она свежая, не в плане дыхания, а в плане удобства. Я знаю множество людей, которые не притронутся к трилогии Каци, которые не почувствуют «Дом», или увидят в нем провокацию, которую можно увидеть и в Самсаре — это вопрос гуляния проекций. Ты купил билет за 100 рублей и посмотрел все о мире. И о том, что все исчезнет. Но задача Самсары внести это в кровь человека, чтобы он этим питался, а не думал так ли то, что происходит на экране в сравнении с тем, что ОН видел — это все игра ума — сравнение, в которой подобный подход с подобным человеком терпят крах. Крах для самого себя. Во-вторых, она правда не нейтральная, хотя хочет такой быть, но главное, что она повествует о Makyo — Pura и о Ирина Салтыкова — Серые глаза (мне говорят «ты сошла с ума», а я говорю «разберусь сама. уж я как-нибудь обойдусь без вас, раз дело касается серых глаз»)

    Этой композы там нет, но есть занудные моменты с органом — кто не медитативен, а он это знает), держись, там есть где психануть). Но зато там есть несколько точек самоиронии картины. Это вообще очень мило и даже как-то сексуально.

    28 апреля 2013 | 12:26

    Потрясающий видовой фильм с глубочайшим философским подтекстом. Смотрится на одном дыхании: сочетание изумительных пейзажей, музыки, ритма кадра и красок так притягивает, завораживает, что я не могла прийти в себя, наверное, ещё час после просмотра.

    Для меня давно не секрет, что цивилизация превращает человека в робота, поэтому такой посыл не удивил, а восхитил изысканностью, тончайшей глубиной, мастерскими тончайшими деталями: метаморфозы мимики человеческого лица, неуловимые движения, стали метафорой и гиперболой. Камера то погружает нас во вселенские процессы: движенья неба, звёзд, ветров, песка, воды. То замирает, всматриваясь в лица, а из кадра в зал глядят представители не народов и культур, а миров и миропониманий. Чего стоят только кадры: гробы в виде «достижений» человеческой мысли. И как афористичен гроб-револьвер с покойником, от него же и погибшим.

    Движение природы вечно и всеобъемлюще спокойно. Всё, что создаёт современный человек — это суета и мельтешение городов, стена плача и стена, разделяющая арабов и израильтян (ЗАМЯТИН «Мы»!!! — первое, что ассоциируется с этими кадрами). Коровы, превращённые в механизмы по выработке молока, люди, превращённые в автоматы по выработке ненужного хлама и мусора для надевания снаружи и набивания «снутри». Красотки, ничем не отличающиеся от резиновых кукол по предназначению и использованию. Механическая «кровь» городов, состоящая из машин, самого «кровавого» вида транспорта. Люди, копающиеся в мусоре и трущобы, набитые людьми, как отбросами. Пустые соборы, наполненные красотой и человеческим гением. Религии, не объединяющие людей в стремлении к небесам, а ставящие на колени и закручивающие в бессмысленном круговращении биомассы.

    И вечное движение небес. И с трудом преодолевающие время гениальные творения, созданные и покинутые человеком, отринувшим вечное. И вечно круговращенье бытия. Самсара — мельница, колесо обнуления или обновления жизни?

    Агнияра Головатюк.

    10 из 10

    27 июня 2013 | 22:47

    Решил написать один отзыв сразу на два фильма Рона Фрике — «Барака» и «Самсара» — аналогично тому, как некогда делал с тремя частями «Властелина колец», — потому что творения Фрике тоже выглядят двумя частями, половинками одного целого. До того, что «Самсара» кажется компиляцией отснятого ранее, но не вошедшего в «Бараку» материала (на деле это не так).

    Во многом эту похожесть оправдывает приверженность Фрике жанру «чистого кино». Жанру специфическому, хотя не такому уж авангардному — привет далеким 1920-м, легендарным Леже и Вертову. Сколько будет существовать кинематограф, столько же будут появляться фрики (извиняюсь за каламбур), считающие, что создавать фильмы нужно только с помощью камеры в руке. Ни тебе сценария, ни актеров — оставим эти пошлые реликты театру. За рамки 0,1% от общего числа режиссеров количество таких смельчаков вряд ли когда-нибудь выйдет, так что каждому из них можно поаплодировать хотя бы за попытку бросить вызов мейнстриму.

    Правда, когда дело доходит до оценки кинематографических достоинств, спрос с фриков выше, чем обычно — ведь от сюжета и монтажа в их лентах зависит куда больше. Да-да, от сюжета! Ведь и без «литературного» сценария есть масса возможностей структурировать фильм. Так, в «Бараке» видна четкая структура: начинаясь с демонстрации ритуалов мировых религий (ни одну из четырех не обидели), затем (на 33-й минуте) мы перемещаемся в гущу городской жизни, а ближе к концовке снова возвращаемся к ритуалам. Высокое — мирское — высокое. Думается, что Фрике воспроизводит путь души, приходящей из вечности в земную жизнь, чтобы потом вернуться «домой». Но первые полчаса лично меня откровенно вгоняли в сон — только на городских сценах и оживился. Пожалуй, не стоило откладывать их до 33-й минуты…

    Есть вопросы и по монтажу. Ключевое слово здесь — ритм. Ритм, создаваемый скоростью движения камеры и частотой смены эпизодов. Здесь он тоже включается только в «городской» части, где на место статичных планов под аккомпанемент заунывной флейты приходит контрастный душ реалий современной жизни и бодрые фантазии ударных. Тут, начинается, во-первых, демонстрация того, как хорошо Фрике умеет интегрировать музыку в видеоряд. А, во-вторых, эксперименты со скоростью воспроизведения — фирменная «фишка» Рона, не иначе.

    Благодаря этим и другим искусным приемам, в последней трети «Бараки» я погрузился-таки в созерцательное состояние и прочувствовал потрясающую визуализацию Времени и Пространства. Эти банально-повседневные слова в «Бараке» возвращают себе подлинное содержание: буквально кожей ощущаешь, как Время преобразовывается в Пространство и наоборот (вспомним гипотезу, гласящую, что Время — четвертое измерение). Причем эти категории у Фрике любопытно преломляются через лейтмотив Множества, Бесконечности — кадр часто заполнен бесчисленным количеством мелких одинаковых предметов. Такое ощущение, будто режиссер бережно и кропотливо, как инженер, выстраивает четырехмерную геометрическую модель Вселенной. После окончания фильма хочется сидеть на одном месте, смотреть в никуда и сохранять этот четырехмерный баланс вокруг себя, — не смея шелохнуться, чтобы его не нарушить.

    Таким образом, единственный недостаток «Бараки», ИМХО, — через первые 30 минут надо продираться, не хватает стартового драйва, который цеплял бы с первых кадров (эталон для меня в этом отношении — «Париж» Клапиша). Ясно, что проделана грандиозная работа в техническом отношении (даже специальную камеру пришлось изобрести), но суперкачественная съемка, увы, не может сгладить недочеты на более фундаментальном — композиционном — уровне.

    Впрочем, Рон Фрике, видимо, придерживается другого мнения, поскольку в «Самсаре» применяет в точности тот же рецепт. Есть подозрение, что ему просто хотелось повторить процесс съемки, возможно, из ностальгических побуждений (и его вполне можно понять — кто же откажется колесить по свету и снимать всякие интересности?). Не тронута и трехчастная композиция — прямо как у классической симфонии. Разве что расширена «городская» часть — за счет последней, «второй ритуальной».

    Начало же осталось прежним — и длится те же 33 минуты. Правда, здесь его легче смотреть, т. к. Фрике еще тоньше и четче работает с музыкой. Саундтрек к «Самсаре» писали специально для готового монтажа, и результат налицо: музыка органичнее встроена в повествование, звучит живее и разнообразнее и имеет бОльший драматический эффект, буквально ведя зрителя по фильму, как Вергилий вел Данте по загробному миру.

    Доработаны в «Самсаре» и прочие технические аспекты — Фрике не преминул воспользоваться преимуществами, которые открывают технологии 2011 года по сравнению с 1992-м. Возросшее качество картинки дополняется приобретенным за годы мастерством в построении кадра, во владении цветовой палитрой — получился эдакий мастер-класс для начинающих фотографов и операторов.

    Однако в глобальном смысле ничего нового не предлагается. «Самсара» по отношению к «Бараке» выглядит, как альбом The Beatles, переизданный в 2011 году с помощью цифрового ремастеринга, по отношению к оригиналу 60-х. Есть даже полностью одинаковые сцены: куры на заводе, бедняки на городской свалке, своды католического собора и т. п. Разве что упоминавшаяся коррекция сюжета «съела» «модель Вселенной» — в «Бараке» эта «модель» раскрывалась именно в последней части, которая тут сокращена до 15 минут. Зато в этнографическом плане «Самсара» интереснее — нам показывают банально больше стран/народов.

    За счет чего, кстати, фильм выглядит более идеологичным, открыто «высказываясь» против консьюмеризма и милитаризма, за социальное и культурное равенство. Отчетливее в нем выражены и дзен-буддийские мотивы (непонятно, что это — личные убеждения Рона или стремление вписаться в актуальный тренд, ведь дзен, парадоксально созвучный постмодернистскому духу пофигизма и релятивизма, нынче весьма популярен). Кстати, слоган «Бараки» заманивает нас увидеть «мир, каким он был 20 лет назад». Это лукавство, поскольку конкретных пример эпохи 90-х в фильме вы не найдете (как и в «Самсаре» — примет 2010-х): с буддийской колокольни 20 лет — жалкая песчинка в пустыне времени (именно такой образ транслируется в финале «Самсары»).

    Вообще, сколько бы подобных фильмов Фрике ни породил, насытить их принципиально новым содержанием у него не получится. Ведь Жизнь (именно она в «чистом кино» -главная и единственная героиня), по большому счету, ничуть не меняется. Но разве мы будем против еще одного «барако»-«самсаро»-клона? Да нет же. Ведь это очень красиво, в конце концов. В «Самсаре» внешние красоты вообще порядком заслоняют философскую компоненту. Виной тому и чисто постановочные сцены (каковых в «Бараке» не наблюдалось); в самой яркой из них офисный работник, облаченный в строгий костюм, обмазывает себя глиной и раскрашивает черной краской — совсем в духе постмодернистского перфоманса. Таким же изящным, но довольно бессмысленным перфомансом, несмотря на кажущуюся идейность, становится и весь фильм.

    Подытоживая: с одним из двух фильмов стоит ознакомиться — скорее порекомендовал бы «Самсару». А второй фильм держите в резерве на тот случай, если очень-очень понравится первый. Больше, чем понравился мне. То есть, больше, чем на

    8 из 10

    11 декабря 2013 | 02:31

    Пишу с пылу с жару, пока впечатления еще свежи…

    Что хочется сказать в первую очередь: это шедевр!!! И пусть он будет не понят многими, для меня это один из самых красивых и интересных фильмов последнего времени. Я снимаю шляпу перед создателями за фильм о жизни во всей ее красоте без единого слова! Конечно, каждый увидит в Самсаре что-то свое, что ближе именно ему. Но эта последовательность событий и панорам не случайна. Авторы разумеется создали послание в массы, дабы разбудить спящие умы и показать жизнь со всех бесконечных ее граней.

    А граней и не сосчитать… Удивительно сколько красивого на Земле даже в местах, уродливых с первого взгляда. Но в Самсаре все прекрасно, даже переработка отходов. А то как сняты замки, города и пустыни вообще не поддается описанию. Это великолепно, невероятно и здорово: ты будто там, за древними стенами, либо пролетаешь над мегаполисом.. Ощущение присутствия выше всяких похвал.

    Я побывал в Самсаре, и обязательно туда вернусь.

    23 апреля 2013 | 16:56

    Я смотрел «Самсару» (или «Сансару» — без разницы) в первый день, когда большой зал «Победы» был заполнен едва ли на осьмушку, но, говорят, что уже на третий день там случился аншлаг. Сарафанное радио — не армянское: врать не будет. И в самом деле, появились веские основания отправиться на просмотр. Эффект присутствия во многих экзотических местах нашей планеты гарантирован использованием не только широкой 70-миллиметровой пленки, но и талантом кудесника Рона Фрике.

    В начале 1980-х годов Фрике поработал оператором и сценаристом у Годфри Реджио на фильме Koyaanisqatsi. Уж не знаю, в чем заключалась его роль как драматурга, но визуалист из него получился неподражаемый. Вскоре в визуалисте пробудился визионер. По крайней мере, Фрике счёл себя таковым и отказался от дальнейшего сотрудничества с «крёстным отцом», решив реализовывать самостоятельные проекты в аналогичном стиле, родоначальником которого все-таки принято считать Реджио. И пока тот снимал «Повакаци» и «Накойкаци», Фрике набивал руку как режиссёр в короткометражном «Хроносе», а затем уже в полнометражной «Бараке».

    При просмотре «Самсары», которая появилась спустя 19 лет после «Бараки», не оставляет ощущение дежа вю. И если не полениться и посмотреть «Бараку», то перекличек обнаружится великое множество: Фрике вновь возвращается на излюбленные места, главным образом сосредотачивая внимание на живописных уголках и экзотических ритуалах азиатского региона, добавляя немного Африки и Америки и совсем каплю Европы. Вот такой у него получается географический расклад, почти повторяющий предыдущее путешествие, осуществленное в конце 80-х начале 90-х. «Барака», обретшая у нас культовый статус, никогда не шла в России в кинотеатрах, по меньшей мере, в адекватном пленочном формате. Для фильмов Фрике эта адекватность принципиальна, ибо любая видеопроекция с компакт-носителя будет лишь имитацией и эрзацем.

    «Самсара» снималась в 25 странах (в «Бараке» было почти столько же) в течение 5 лет. Индонезия, Индия, Филиппины, Китай, Япония…. — по Фрике именно там лучше всего обнажается контраст человеческих проявлений, когда духовные искания удивительным образом соседствуют с духом потребления. Как и у Реджио, его внимание концентрируется на главном искушении цивилизации — индустриализации, и более конкретно — на конвейерном производстве. Важной составляющей «Самсары» становится текучее или стремительно меняющееся «броуновское движение» людей-молекул. Всё движется: конвейеры, автострады и даже само время. А уже из столкновения двух начал — цивилизации и природы — произрастает почти апокалиптическая картина мира.

    Новый Орлеан после вторжения Катрины, сборочные конвейеры и перерабатывающие, птицефабрики и скотобойни, слаженные групповые танцы в филиппинской тюрьме, круговорот паломников в Мекке, Аравийская пустыня, Версаль, изуродованный ветеран войны, татуированный с ног до головы мужчина с младенцем на руках… Некоторые съемки настолько необычны, что кажутся нарисованными на компьютере или будто бы осуществленными на другой планете. Каждая сцена — отдельный образ, пазл микрокосмоса. Но чтобы не превратить фильм в исключительно приятный для глаз туристический буклет, Фрике чередует, скажем так, позитив и негатив.

    И это хоть как-то дисциплинирует изображение, иначе, наверно, при монтаже можно было сойти с ума, склеивая различные варианты кадров-цепочек в поисках новых смыслов. И, в конце концов (так мне показалось), Фрике пускает всё на самотек. При этом он принципиально, как и всегда, отказывается от дикторского текста и диалогов, а постановочные съёмки хорошо маскирует. Но, как минимум, в одном случае «режиссура» все-таки пробивается на поверхность, я имею в виду сцену похорон в гробу-пистолете, и тут сразу же вспоминается стиль этического провокатора Гуалтьеро Якопети.

    Как режиссёр Фрике знает, где нужно искать места, которые понравятся оператору Фрике. И этот «тандем» работает слаженно и почти безупречно. В итоге получается умопомрачительно красивое кино: концентрация прекрасного на одну минуту времени сможет составить конкуренцию самым дорогим рекламным роликам. Каждый отдельный кадр, а таковых тут не меньше сотни, красив как Бог, и имеет самостоятельную эстетическую ценность. Но в отличие от Реджио, у Фрике не получается внятный нарратив и, как результат, возникают некоторые проблемы с мессиджем. Прошу прощения за мой французский, но рискну предположить, что в «Самсаре» «обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе» размыто-неопределенный смысл.

    Например, такой: земная цивилизация развивается, по меньшей мере, странно, если не сказать абсурдно, и более того — издевательски. Или такой: наш мир прекрасен и ужасен одновременно. Сами по себе эти умозаключения в эпоху электронных СМИ не блещут новизной и глубиной. Но эти кадры, выхваченные и запечатленные острым киноглазом человека с киноаппаратом, а потом сконцентрированные в полуторачасовое шоу, оказывают почти магическое воздействие. Недаром работы Фрике сравнивают с визуальными медитациями: спустя какое-то время они распадаются в памяти на отдельные снимки, почти как та буддийская мандала — на разноцветные песчинки, после того, как её собственноручно уничтожают создатели.

    Своим таинственным и свободным кино Фрике почти что вводит в транс. Он как бы предлагает каждому зрителю наделить увиденное собственным значением, основанным на личном опыте. И чем этот опыт будет богаче, тем насыщенней будет полифония извлеченных чувств. А неочевидный смысл «Самсары» не мешает, а скорее даже помогает ей предстать в образе поэтического послания, сообщающего, что-то вроде… ну, например: «что не знал Эвклид, что, сходя на конус, вещь обретает не ноль, но Хронос». Не очень понятно, но зато как красиво!

    1 июля 2013 | 11:03

    Что необходимо для отличного фильма? Хороший сценарий, талантливые актёры, качественные диалоги, красочные спецэффекты… «Да пошли вы» — как бы говорят нам создатели «Сансары». «У нас не будет ни сюжета, ни диалогов, ни актёров — мы просто наснимаем кучу кадров из реальной жизни, а вы всё равно охренеете, когда увидите.» И ведь не врут, подлецы. И правда охренительно получилось.

    Жанровую принадлежность этого кино определить весьма проблематично. Очевидно не являясь художественным фильмом, с натяжкой относясь к развлекательному кино, не вписываясь в традиционные рамки документалистики, «Сансара» самоопределяется разве что как некий переживаемый зрителем «экспириенс». На два часа тебя выдёргивают из объективно существующей вокруг реальности, вставляют в глаза спички подобно герою «Заводного апельсина», и ввергают в неудержимый калейдоскоп сменяющих друг друга образов. Японское метро. Китайский танец тысячи рук. Каменные истуканы под ночным небом. Хадж вокруг Каабы. Извержение вулкана на Гаваях. А это что? Нет времени объяснять, смотри дальше. При этом за каждым пятиминутным отрывком скрывается некая вполне интересная сама по себе история, которая остаётся за кадром. Но при желании легко гуглится после. Что за танцующие зэки? А, ну это такая тюрьма на Филиппинах, где полторы тысячи заключённых ставят каверы на известные поп-танцы. Когтистые шива-танцовщицы? Ага, они все глухие, кстати…

    А как там насчёт смысловой наполненности фильма? Номинально она присутствует — кадры следуют один за другим отнюдь не в случайном порядке, так что определённый набор тем проследить можно. При желании можно даже заморочиться на предмет «а что же авторы хотели сказать фильмом в целом?» и т. д. Но, право слово, не портьте себе удовольствие — оно же совсем не про это.

    Потому что, о боже, насколько дьявольски красиво показано происходящее на экране! В этом-то и заключается, на мой взгляд, суть всей затеи — в безграничном восхищении красотой жизни. И твои собственные мысли и ощущения, возникающие по ходу, уж точно важнее каких бы то ни было вложенных извне смыслов.

    В общем, если краткая характеристика фильма как «двухчасовой набор бессловесных и бессюжетных картинок» не вызывает у вас неконтролируемого отторжения, то я советую сходить в кино — на большом экране смотрится отлично. Хотя бы ради интереса — могу обещать, что в кино такого необычного фильма вы ещё не видели.

    9 из 10

    7 апреля 2013 | 12:47

    К глубокому сожалению не успел насладиться этим творением в кинотеатре(сам факт того, что это показали на большом экране, пусть, и всего неделю-радует!). Samsara/Самсара (в переводе с санскрита буквально означает «непрерывный поток») — это повторяющийся цикл рождения, жизни, смерти и перерождения в таких религиозных течениях, как индуизм, буддизм, бон, джайнизм и йога. И вправду на экране мы видим невероятный водоворот из чудес природы и человеческого бытия.

    Каждый короткий сюжет так или иначе связан с течением и цикличностью. И тот факт, что все это запечатлено в документальной стилистике, побуждает удивляться и только. На создание фильма ушло 5 лет кропотливой работы, во время которых создатели запечатлели 25 стран и затратили $4 млн.

    За время просмотра сам попадаешь под единый поток из мыслей, звуков и картины. И у каждого этот поток будет своего оттенка и по-разному греть то, что могут греть очень редкие произведения (не побоюсь этого слова) Искусства. Очень важно отметить, что картина немая… только музыка, визуальный ряд и Вы. Настоятельно рекомендуется к просмотру, и желательно после каждого эпизода задавать вопрос:«почему?». Удивительный команда художников: Рон Фрике, Марк Магидсон, Майкл Стернс и др.

    10 из 10

    26 января 2014 | 21:13

    Рон Фрике- режиссер нашумевшего в свое время фильма — Барака. В принципе это уже о многом говорит. Но сравнивать эти два шедевра не стоит. Фрике снимает кино очень своеобразное, не для широкого круга зрителей, и это радует.

    Самсара в переводе с санскрита — означает круговорот смертей и рождений. Так и тут, автор показывает нам рождение и смерть, сквозь гипнотическую пелену, от которой сложно оторвать взгляд. Если уже начал смотреть этот фильм, то невозможно отойти от экрана в последующие полтора часа. Здесь есть и шокирующие кадры, и немного жуткая атмосфера, но главное — надежда. Вместе с режиссером мы попадаем в священные места, в полу-заброшенные трущобы, в запретные миры, которые нам наврядле удастся увидеть в реальной жизни.

    Самсару снимали 5 лет, это вам ни кино- попса, которую отстругали за пол года, а то и меньше, и пустили в прокат.

    Отличное качество кадра, необычные ракурсы, замечательная режиссерская работа.

    28 декабря 2012 | 21:40

    Ещё один документальный фильм Рона Фрике. Ещё одна история о мире. Готовясь к просмотру «Самсара» мне пришлось ознакомиться с одной из работ 90-х — «Барака». Надо сказать, что подготовка была не лишней. Новый фильм довольно близко повторяет старую историю. Нет, кадры разные, но вот порядок знаком. Человек, природа, человек, природа… Человееек. И это немного смущает.

    Концепция фильм строится на нескольких основаниях. Первое, никаких разговоров. Диалоги? Это для слабаков. Монологи? Ха! Полное отсутствие голосов. Иногда кажется, что вот-вот с уст сорвется хотя бы словечко, хотя бы вскрик, но герои картины неизменно молчат и смотрят прямо в камеру. Второе, ассимиляция. Человек и природа. Нам так часто вдалбливают, что человек — высшее существо. Человек меняет природу. Человек vs. Природа. Но только здесь можно увидеть, что человек и есть природа, по крайней мере, его мелкая частичка. Особенно ярко этот эффект проявляется в начале, когда крупным планом снимаются тела лежащих людей. Убрать волосы, глаза и. т. п. — увидите самый настоящий горный ландшафт. Третье, комбинации. Фильм идет примерно 1,5 часа. Из них первый час состоит из чередования сцен людей и природы. Но даже в такой манере представления нет никакого спора. Природа велика. Мощь и величие природы безграничны; мощь и величие людей только внутри их строений.

    Однажды я видел документальный фильм про то, что было бы с миром, если все люди разом исчезли. «Земля: Жизнь без людей» — постепенно показывал увядание человеческого мира, стирая все следы пребывания «высшей» расы. «Самсара» делает иное. Чередуя золотой век архитектуры, путем показа величественных европейских церквей, она тут же представляет заброшенные жилища. Разгром, мусор и пыль — вот что ждет мир людей без людей. Но, как не удивительно, кругом царит гармония. «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» — однозначно да. Мир существует сам по себе, и для существования ему не нужны наблюдатели. Мир — это красивая штука, которую надо лишь увидеть.

    Детские эмоции, религии, технологические процессы на заводах и свалках — это люди. Но даже в этих далеких от природы проявлениях видны истины. Вы когда-нибудь видели муравейник или улей? Кажется, что там творится сплошная каша, куча-мала. Но на самом деле все двигаются по определенной траектории. Так и люди в городах. Особенно ярко видно такое движение ближе к концу. Будь то автомобильные трассы или исламские традиции поклонения — всё едино пред законами природы.

    В целом вся картина состоит из повторяющихся позиций. Первая связана со второй, вторая с третьей. Но при этом первая и третья не связаны никак. И по новой. Все это приправлено огромным числом художественно-фотографических приёмов. Крупные и общие планы, отражающие поверхности, панорамы, съемка с проводкой. Но один из них представлен с избытком. Таймлапс — замедленная съемка. Мгновенная ночь, скоростные машины на трассе — это все он. Самый популярный и при этом красивый способ украсить пейзажи. Но пихать его всюду — пожалуй перебор.

    Я частый гость в кинотеатрах, но ещё ни разу не слышал такой тишины в зале. Люди забывали про купленную еду, а те кто ел попкорн сидели с открытыми ртами и глазели на экран. Видя «Самсара» можно думать о многом. Несовершенство мира, красота природы, даже бедные жители стран третьего мира… но так ли это необходимо? Великолепные картины, с не менее потрясающей музыкой могут затмить любые мысли. Просто расслабьтесь и медитируйте (главное не уснуть). И ради себя и других зрителей — не берите детей. Им скучно. Скучающий ребенок — это шумный ребенок.

    p.s.: увидя макдональдс не спешите строить планы, через 5 секунд видео узнаете последствия.

    9 из 10

    27 июня 2013 | 22:58

    Великолепная, хотя и насквозь вторичная документалка про красоты и ужасы мира, круговорот жизни и очевидные истины. Тем не менее, обязательная к просмотру и распространению.

    Итак, по порядку. Форма — конечно, прекрасна. 70мм в видео, Лиза Джерард и Дживан Гаспарян в аудио, картинка как глянцевая реклама, музыка как на небесах.

    Содержание — важное, правильное, хотя и прописное (хоть неомарксистами, хоть гуманистами, хоть Ленноном, хоть Буддой — кто вам ближе). Красота мира и критика общества потребления, массового производства, отчужденного труда, каменных джунглей, экологических проблем, неравенства, насилия, фундаментализма, слепой веры, похоти — почти весь набор (ну, разве что не затронутая напрямую политика негодует).

    Главная же проблема картины — тотальная художественная вторичность. Что мы имели до «Самсары» Рона Фрике? Бегло навскидку:

    - Трилогия «Кояанискатси» — «Поваккатси» — «Накойкаци» Годфри Реджио, с которым Фрике, собственно, и начинал свою деятельность, так что удивляться воспроизведению подхода «глобального планетарного кино» не приходится

    - «Дом»

    - «Барака» самого Фрике

    - Прекрасная «Жизнь за один день» (примечательная тем, что все эти макро темы показывала через самый что ни на есть микро уровень обычных людей, выкладывавших видео на ютуб, в итоге собирая завораживающую мозаику подлинной сансары).

    В «Самсаре» в очередной раз то же самое — и по смыслам, и по художественному подходу, и даже натура зачастую повторяется.

    Кроме того, можно пожурить Фрике и за слабость авторской, режиссерской составляющей, за топорность решений, которыми он пользуется для донесения идей. Покажем массовое ручное китайское производство техники — покажем нищих африканцев, разбирающих по проводкам эту технику на свалках. Покажем скотобойню, ужаснем трепетных зрителей — следом покажем толстяков, жующих гамбургеры в фаст-фуде. Покажем шикарный отель — покажем трущобы. Покажем производство оружия — покажем изуродованного военного. Покажем эмбрион — покажем труп. Более примитивного способа выражать идеи найти сложно.

    Фрике говорит не на языке киноискусства, а на языке школьного учебника. Что там, буддисты называют сансарой чувственный мир страдания, кармический круговорот жизни? Так, значит, для начала покажем Лхасу, тибетских монахов, покажем мир, покажем страдания, цепочки причин и следствий, круговорот проиллюстрируем закончив все теми же монахами, которые будут разрушать создаваемую мандалу (что в реальности символизирует ту самую изменчивость и преходящесть) — это даже не метафоры, не символы, а прямой жирный текст.

    Но! Едва ли не полностью оправдывает картину тот простой факт, что человечество в сфере интеллекта, духа, ответственного отношения к планете и прочих жизненно важных вещей не особо прогрессирует, не учится на ошибках, скача по старым граблям что в Средневековье, что в 21 веке, человеки, в целом, не умнеют и не добреют. Ну и что, что 40 лет прошли с «Кояанискатски», если воз и ныне там? В таких условиях вполне понятным видится желание пробиться к душам и мозгам ломом. Да, топорно, зато в лоб. Кто-то (судя по тем же реакциям в зале и отзывам) открывает какие-то из этих очевидных истин первый раз, как школьники или слепые котята. Кто-то не может понять смысла простейших художественных приемов (как тот же круговорот) или смысла демонстрируемой реальности (то же создание-разрушение мандалы — «на хрена они это делают?!»). Поэтому ок — пусть будет как можно проще. Авось сработает, хоть до кого-то достучавшись.

    Отдельной темой стоит вопрос «кто виноват и что делать?», вопрос о причинах и альтернативах, выводах и выходах. Не упирается ли дядя Рон с таким своим взглядом первым делом в банальное перенаселение? Что имеет предложить неокрепшим умам? Контроль рождаемости? Переселение «избыточных» народов в богатые ресурсами более свободные территории-страны? Зеленость и духовность? Мудрые коммуны сыроедов, выращивающие зерновые и ласкающие коз, занимающиеся творчеством и медитирующие? Помним-помним — в «культовой» «Прекрасной зеленой», например, выглядело довольно… «забавно».

    Кроме того, порой кажется, что и сама призма у Фрике искажена. 90% красоты жизни заканчивается у него на неживой природе — на дюнах, горах, звездном небе. А 90% ужасов он демонстрирует человеческой жизнью. Словно единственный логичный выход — смыть цунами к чертовой матери всех этих муравьев или дождаться, пока они сами бабахнут ядерным оружием, и вот тогда-то наступит нирвана в виде завораживающей дух глянцевой природы. Но, может быть, стоит уходить дальше от негативного хинаянского буддизма в махаянское понимание того, что нирвана в сансаре, что красоту можно и нужно видеть не только в пустынях, но и в глупых человеческих копашениях? Это, конечно, в «Самсаре» тоже присутствует — в танцах, в детях — но по балансу красот явный перекос в сторону природы.

    Как бы то ни было, фильм thought provoking, важный и ценный, а тем более красивый, приятный глазу и уху. Смотреть стоит. Распространять и показывать с младых ногтей (будь то возраст физический, интеллектуальный или эмоциональный) — тем более. Но, честнее, наверно, все-таки ознакомиться для начала с предшественниками.

    8 из 10

    27 апреля 2013 | 22:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 БаракаBaraka1992
    2 СамсараSamsara2011
    подробнее

    Новости


    Засилье крупных проектов и жанровых картин разбавлено несколькими нестандартными лентами, две из которых получили одобрение критиков, а одна демонстрирует неплохие показатели в американском прокате. Среди первых двух ремейк «Зловещих мертвецов», курируемый Сэмом Рэйми, и новое творение Дэнни Бойла «Транс». Третьим фильмом является «Падение Олимпа» Антуана Фукуа с Джерардом Батлером и Аароном Экхартом(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    4 апреля на экраны выходит необычный фильм «Самсара», представляющий собой современное осмысление понятия «чистое кино». Захватывающие документальные кадры складываются в причудливую мозаику без сюжета. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1121 897 634
    2.Город героевBig Hero 620 124 166
    3.ИнтерстелларInterstellar15 341 167
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To14 076 545
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 836 019
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1471 709 883
    2.ИнтерстелларInterstellar126 180 648
    3.Город героевBig Hero 632 876 559
    4.Уиджи: Доска ДьяволаOuija28 470 418
    5.SuperняньBabysitting25 806 085
    20.11 — 23.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 985 283792 984
    Деньги751 976 261 руб.178 289 393
    Цена билета251,89 руб.9,79
    20.11 — 23.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Загадочная история Бенджамина БаттонаThe Curious Case of Benjamin Button8.103
    216.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.103
    217.СудьяThe Judge8.102
    218.Иваново детство8.100
    219.ПодменаChangeling8.096
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian98.00%
    2.Ключи от улицыThe Keys to the Street96.96%
    3.Робот по имени ЧаппиChappie96.55%
    4.ВозвращенецThe Revenant96.49%
    5.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.07%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Тайна астероидаWithin the Rock3
    ФрэнкFrank28
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 23
    СуществуетExists4
    ИнтерстелларInterstellar283
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.839
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.770
    ИнтерстелларInterstellar8.961
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 27.050
    SuperняньBabysitting7.165
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Репортаж: Апокалипсис[REC] 4: Apocalipsis11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Ёлки 191425.12
    премьеры