всё о любом фильме:

Самсара

Samsara
год
страна
слоган«Целый мир твоими глазами»
режиссерРон Фрике
сценарийРон Фрике, Марк Магидсон
продюсерМарк Магидсон, Салим Эмин, Суха Арраф, ...
операторРон Фрике
композиторМарселло Де Франчиши, Лиза Джеррард, Майкл Стернс
монтажРон Фрике, Марк Магидсон
жанр документальный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Россия  72.2 тыс.,    Польша  42.2 тыс.,    Чехия  7.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время102 мин. / 01:42
Фильм, снятый полностью на 70-миллиметровую пленку, представляет собой полуторачасовое путешествие по самым удивительным местам планеты (всего в фильме покажут 25 стран на 5 континентах). Действие «Самсары» переносит зрителя на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (12 061)
ожидание: 98% (59)
Рейтинг кинокритиков
в мире
77%
59 + 18 = 77
7.0
в России
86%
6 + 1 = 7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В течение нескольких лет создатели фильма пытались получить разрешение снимать в Северной Корее, но в конечном итоге им было отказано.
    • Фильм создавался более 5 лет в 25 странах мира.
    • Самсара (в переводе с санскрита буквально означает «непрерывный поток») — это повторяющийся цикл рождения, жизни, смерти и перерождения в таких религиозных течениях, как индуизм, буддизм, бон, джайнизм и йога. В сикхизме эта концепция несколько отличается и смотрит на наши действия и их последствия в настоящем.
    • Фильм полностью снят на 70-миллиметровую пленку.
    • По словам создателей, композитор Майкл Стернс сочинял саундтрек для фильма уже после того, как монтаж ленты был выполнен Роном Фрике и Марком Магидсоном. Во время их предыдущей совместной работы — фильма «Барака» (1992) — монтаж осуществлялся уже на готовую музыку.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 880 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Самсара» — первый фильм, на который мне очень захотелось написать рецензию.

    Пусть великолепные пейзажные съёмки первых двадцати минут фильма не заставят вас потерять бдительность! Это — далеко не просто созерцательный фильм. Он открывает зрителю глаза на объективную реальность, выставляет наш образ жизни в новом свете, таким, каким мы его никогда не воспринимали… Каково наше место в мире на самом деле? Есть ли смысл в том, что мы делаем?..

    Визитная карточка «Самсары» — это взгляды в упор странных и чуждых нам людей. Такие пристальные, что порой становится не по себе. Разве в реальной жизни мы бы осмелились пойти на такую близость? Вряд ли. Большое спасибо фильму за эту возможность.

    Наш мир страшен. Но прекрасен в то же самое время.

    Он полон контрастов и противоположностей. в нём красота соседствует с убогостью и уродством, созидание — с разрушением.

    Всему в этом мире придёт конец, но это будешь лишь обозначать начало нового. В этом — основная мысль «Самсары», что на санскрите обозначает непрерывное колесо жизни и перерождения. Самсара предстаёт для зрителя в разнообразных формах и символах, самым выразительным из которых мне показался балийский танец «тысячи рук».

    «Самсара» — это бесконечный триумф многообразия и многогранности нашего мира. Насколько разной может быть красота! Как разнообразны наши культуры и ценности!

    Фильм нацелен на западного зрителя, чем объясняется обилие шокирующих обывателя проявлений культур стран «третьего мира». «Самсара» заходит далеко за зону комфорта. Она смела, провокационна и честна.

    Побудит ли вас фильм радикально измениться, подтолкнёт ли он вас к новым свершениям или, наоборот, убедит замедлить гонку?.. Наверное, нет. Вы вряд ли станете вегетарианцами или решите посвятить жизнь благотворительности. Однако равнодушными фильм вас вряд ли оставит, и хотя бы ненадолго вы испытаете непонятное и неизвестное прежде переживание. Катарсис? Я думаю, да.

    Стоит отдельно отметить саундтрек, идеально подходящий к каждой сцене фильма, и поразительное качество съёмок. Рекомендую посмотреть «Самсару» в кинотеатре, пока есть возможность.

    Фильм- не для безмятежного времяпрепровождения с попкорном, он не даст мозгам затухнуть в блаженстве, а будет постоянно подбрасывать пищу для размышлений. «Самсара» будет очень интересна любителям географии, гуманистам, эстетам и просто тем, кто хранит свой разум открытым для нового и невероятного.

    Советую остаться в кинозале до конца и прочитать титры — они ответят на волнующий зрителей в течение фильма вопрос: «А где же это всё снималось?..»

    В общем, не пожалеете.

    10 из 10

    7 июля 2013 | 01:09

    Решил написать один отзыв сразу на два фильма Рона Фрике — «Барака» и «Самсара» — аналогично тому, как некогда делал с тремя частями «Властелина колец», — потому что творения Фрике тоже выглядят двумя частями, половинками одного целого. До того, что «Самсара» кажется компиляцией отснятого ранее, но не вошедшего в «Бараку» материала (на деле это не так).

    Во многом эту похожесть оправдывает приверженность Фрике жанру «чистого кино». Жанру специфическому, хотя не такому уж авангардному — привет далеким 1920-м, легендарным Леже и Вертову. Сколько будет существовать кинематограф, столько же будут появляться фрики (извиняюсь за каламбур), считающие, что создавать фильмы нужно только с помощью камеры в руке. Ни тебе сценария, ни актеров — оставим эти пошлые реликты театру. За рамки 0,1% от общего числа режиссеров количество таких смельчаков вряд ли когда-нибудь выйдет, так что каждому из них можно поаплодировать хотя бы за попытку бросить вызов мейнстриму.

    Правда, когда дело доходит до оценки кинематографических достоинств, спрос с фриков выше, чем обычно — ведь от сюжета и монтажа в их лентах зависит куда больше. Да-да, от сюжета! Ведь и без «литературного» сценария есть масса возможностей структурировать фильм. Так, в «Бараке» видна четкая структура: начинаясь с демонстрации ритуалов мировых религий (ни одну из четырех не обидели), затем (на 33-й минуте) мы перемещаемся в гущу городской жизни, а ближе к концовке снова возвращаемся к ритуалам. Высокое — мирское — высокое. Думается, что Фрике воспроизводит путь души, приходящей из вечности в земную жизнь, чтобы потом вернуться «домой». Но первые полчаса лично меня откровенно вгоняли в сон — только на городских сценах и оживился. Пожалуй, не стоило откладывать их до 33-й минуты…

    Есть вопросы и по монтажу. Ключевое слово здесь — ритм. Ритм, создаваемый скоростью движения камеры и частотой смены эпизодов. Здесь он тоже включается только в «городской» части, где на место статичных планов под аккомпанемент заунывной флейты приходит контрастный душ реалий современной жизни и бодрые фантазии ударных. Тут, начинается, во-первых, демонстрация того, как хорошо Фрике умеет интегрировать музыку в видеоряд. А, во-вторых, эксперименты со скоростью воспроизведения — фирменная «фишка» Рона, не иначе.

    Благодаря этим и другим искусным приемам, в последней трети «Бараки» я погрузился-таки в созерцательное состояние и прочувствовал потрясающую визуализацию Времени и Пространства. Эти банально-повседневные слова в «Бараке» возвращают себе подлинное содержание: буквально кожей ощущаешь, как Время преобразовывается в Пространство и наоборот (вспомним гипотезу, гласящую, что Время — четвертое измерение). Причем эти категории у Фрике любопытно преломляются через лейтмотив Множества, Бесконечности — кадр часто заполнен бесчисленным количеством мелких одинаковых предметов. Такое ощущение, будто режиссер бережно и кропотливо, как инженер, выстраивает четырехмерную геометрическую модель Вселенной. После окончания фильма хочется сидеть на одном месте, смотреть в никуда и сохранять этот четырехмерный баланс вокруг себя, — не смея шелохнуться, чтобы его не нарушить.

    Таким образом, единственный недостаток «Бараки», ИМХО, — через первые 30 минут надо продираться, не хватает стартового драйва, который цеплял бы с первых кадров (эталон для меня в этом отношении — «Париж» Клапиша). Ясно, что проделана грандиозная работа в техническом отношении (даже специальную камеру пришлось изобрести), но суперкачественная съемка, увы, не может сгладить недочеты на более фундаментальном — композиционном — уровне.

    Впрочем, Рон Фрике, видимо, придерживается другого мнения, поскольку в «Самсаре» применяет в точности тот же рецепт. Есть подозрение, что ему просто хотелось повторить процесс съемки, возможно, из ностальгических побуждений (и его вполне можно понять — кто же откажется колесить по свету и снимать всякие интересности?). Не тронута и трехчастная композиция — прямо как у классической симфонии. Разве что расширена «городская» часть — за счет последней, «второй ритуальной».

    Начало же осталось прежним — и длится те же 33 минуты. Правда, здесь его легче смотреть, т. к. Фрике еще тоньше и четче работает с музыкой. Саундтрек к «Самсаре» писали специально для готового монтажа, и результат налицо: музыка органичнее встроена в повествование, звучит живее и разнообразнее и имеет бОльший драматический эффект, буквально ведя зрителя по фильму, как Вергилий вел Данте по загробному миру.

    Доработаны в «Самсаре» и прочие технические аспекты — Фрике не преминул воспользоваться преимуществами, которые открывают технологии 2011 года по сравнению с 1992-м. Возросшее качество картинки дополняется приобретенным за годы мастерством в построении кадра, во владении цветовой палитрой — получился эдакий мастер-класс для начинающих фотографов и операторов.

    Однако в глобальном смысле ничего нового не предлагается. «Самсара» по отношению к «Бараке» выглядит, как альбом The Beatles, переизданный в 2011 году с помощью цифрового ремастеринга, по отношению к оригиналу 60-х. Есть даже полностью одинаковые сцены: куры на заводе, бедняки на городской свалке, своды католического собора и т. п. Разве что упоминавшаяся коррекция сюжета «съела» «модель Вселенной» — в «Бараке» эта «модель» раскрывалась именно в последней части, которая тут сокращена до 15 минут. Зато в этнографическом плане «Самсара» интереснее — нам показывают банально больше стран/народов.

    За счет чего, кстати, фильм выглядит более идеологичным, открыто «высказываясь» против консьюмеризма и милитаризма, за социальное и культурное равенство. Отчетливее в нем выражены и дзен-буддийские мотивы (непонятно, что это — личные убеждения Рона или стремление вписаться в актуальный тренд, ведь дзен, парадоксально созвучный постмодернистскому духу пофигизма и релятивизма, нынче весьма популярен). Кстати, слоган «Бараки» заманивает нас увидеть «мир, каким он был 20 лет назад». Это лукавство, поскольку конкретных пример эпохи 90-х в фильме вы не найдете (как и в «Самсаре» — примет 2010-х): с буддийской колокольни 20 лет — жалкая песчинка в пустыне времени (именно такой образ транслируется в финале «Самсары»).

    Вообще, сколько бы подобных фильмов Фрике ни породил, насытить их принципиально новым содержанием у него не получится. Ведь Жизнь (именно она в «чистом кино» -главная и единственная героиня), по большому счету, ничуть не меняется. Но разве мы будем против еще одного «барако»-«самсаро»-клона? Да нет же. Ведь это очень красиво, в конце концов. В «Самсаре» внешние красоты вообще порядком заслоняют философскую компоненту. Виной тому и чисто постановочные сцены (каковых в «Бараке» не наблюдалось); в самой яркой из них офисный работник, облаченный в строгий костюм, обмазывает себя глиной и раскрашивает черной краской — совсем в духе постмодернистского перфоманса. Таким же изящным, но довольно бессмысленным перфомансом, несмотря на кажущуюся идейность, становится и весь фильм.

    Подытоживая: с одним из двух фильмов стоит ознакомиться — скорее порекомендовал бы «Самсару». А второй фильм держите в резерве на тот случай, если очень-очень понравится первый. Больше, чем понравился мне. То есть, больше, чем на

    8 из 10

    11 декабря 2013 | 02:31

    Ты хочешь, чтобы я тебе показал то, чего нет? Но ВСЕ уже есть, только ты можешь меня удивить, потому что для меня нет мира, сегодня именно ты можешь меня удивить, сделай это прямо сейчас. Я беру яблоко и осознаю его. Казалось бы я знаю что это яблоко, зачем мне думать о его вкусе, о том как оно росло, как его не было когда-то. Зачем снимать то, что я знаю — ну, казалось бы. Тем более, кроме того, что я это знаю это уже и было. Есть понятия равности. Что это? Это когда ты не сравниваешь с тем, что, к примеру, «Дом» снимался отъявленными панками, нежными, но панками. Такими даже хиппи-панками. И, ты думаешь раздвинув ноги с пивом, думаешь глядя в глаза кино — ну, давай мне покажи чего я еще не видел, разверни мен. Но если ты не видишь в себе всего мира тогда и разворачивать нечего, ты просто этого не увидишь. Самсара реально не удивляет если ты пришел с оружием в руках и хочешь женщину мечты. А если нет ни мечты как таковой, ни женщины, ни мира, ни оружия, ни тебя — что тогда делать, чем тогда будет Самсара?

    Возьми свой день, не теряйся, что тебя просят об этом, раз ты это читаешь — значит ты силен, чтобы это услышать и не бежать от этого. Внеси в комнату все свои вещи, людей, с которыми ты проводишь время, самых даже дорогих, все книги, мысли, мечты, цели, все свое спокойствие, веселье, положи на пол, уменьши, визуализируй каждую из этих структур, вспомни как ты их облагораживало, как они все в тебе развивались, посмотри как они подбегают к друг другу, как обнимаются, как перетекают, как связаны, как это выглядит по-доброму и мощно — это все ты, это прекрасно, это вечно вот здесь и сейчас, не будет потом такого. Только на следующий день будет такое же. И теперь представь, что твое сознание сверху и ты видишь как тебя смотрящего на это все в доме накрывает плитой строительной. И тебя нет, но ты не расстраиваешь и не радуешься, ты просто это видишь. Потому что знаешь что сам направил эту плиту на себя. И направишь и в следующий раз. Ты пустыня.

    Что ты сделаешь потом — ты создаешь планету и будешь расставлять на ней мазками реки, людей, которым будет хорошо жить вдоль рек, где они смогут жить. Ты выстроишь порты и богатые города. Через тысячу лет ты сотрешь их стукнув ногой по планете. Ты видишь эту тысячу лет, она маленькая, ты видишь прямо сейчас как слюна отходит и вы чувствуете отвращение к водке, на счет раз — водка перестает звать вас к себе, на счет два водка меняет свое название на «лодка» и вы хотите плавать как Конюх по всему свету, на счет три водка для вас превращается в далекие недосягаемые для выпивания квазары. Раз, два, три…

    Что делает Самсара. Во-первых она свежая, не в плане дыхания, а в плане удобства. Я знаю множество людей, которые не притронутся к трилогии Каци, которые не почувствуют «Дом», или увидят в нем провокацию, которую можно увидеть и в Самсаре — это вопрос гуляния проекций. Ты купил билет за 100 рублей и посмотрел все о мире. И о том, что все исчезнет. Но задача Самсары внести это в кровь человека, чтобы он этим питался, а не думал так ли то, что происходит на экране в сравнении с тем, что ОН видел — это все игра ума — сравнение, в которой подобный подход с подобным человеком терпят крах. Крах для самого себя. Во-вторых, она правда не нейтральная, хотя хочет такой быть, но главное, что она повествует о Makyo — Pura и о Ирина Салтыкова — Серые глаза (мне говорят «ты сошла с ума», а я говорю «разберусь сама. уж я как-нибудь обойдусь без вас, раз дело касается серых глаз»)

    Этой композы там нет, но есть занудные моменты с органом — кто не медитативен, а он это знает), держись, там есть где психануть). Но зато там есть несколько точек самоиронии картины. Это вообще очень мило и даже как-то сексуально.

    28 апреля 2013 | 12:26

    Картина Рона Фрике «Самсара» — это пример документального кино, работающего исключительно на образных решениях и конструкциях. Непрерывный видеоряд, снятый самим Фрике на 70-мм пленку, поднимает на поверхность весь кропотливый труд создателей, которые работали над картиной в течение пяти лет. Картина охватывает огромные пространства и перемещает зрителя то в Заполярье, то к пирамидам Гизы, при этом оставляя в памяти безумно красивые виды, так что любой кадр с натурных съемок можно смело ставить на рабочий стол.

    Сначала зритель думает, что весь фильм пройдет в стилистике его первых тридцати минут, позволяя лицезреть потрясающие виды из разных точек планеты, снятых с масштабностью и настойчивостью в духе Терренса Малика и его «Древа жизни». Но эти кадры представляют природу как красоту драгоценную и очень хрупкую, рискующей погибнуть под гнетом пост-индустриальной цивилизации, на которую автор плавно перемещает свое внимание от наблюдений за красивейшими местами Земли.

    И после нового смыслового перелома фильм словно приобретает отталкивающую поначалу агрессию и новые ускоренные ритмы, отсылающих нас к традициям образного документального фильма, заложенного еще Дзигой Вертовым, снявшего в 1929-ом году «Человека с киноаппаратом», который так же, по винтикам, разбирает ритмический строй новой жизни. Только здесь авторы делают это пристрастно, откровенно критикуя технологический мир, доходя порой до жутковатой художественной сатиры (единственный, кажется, постановочный кадр с пластическим этюдом, пародирующим современную моду на красоту).

    Субъективность и есть главный минус этого фильма, от которого меньше всего ожидаешь навязывания взглядов автора, который выдает буддизм за единственный выход из всего этого. Буддизма в картине, действительно, очень много. В пользу этого говорят постоянно возникающие умиротворяющие кадры отдающие духом восточных религиозных течений. Здесь не забыли и про другие крупные религии, но при этом мусульманство в представлении авторов представляет собой только паломничество в Мекку, католицизм выражается в красоте соборов, иудаизм ограничивается молитвами иудеев у стены плача, а от православия здесь оставлен только снятый издалека храм в том же Иерусалиме. Близко зрителю дают подступиться только к культуре буддизма, создавая своеобразную религиозную пропаганду из кадров с изображениями восточных красот и ритуальных танцев, хоть и запечатленных с потрясающей красотой.

    26 октября 2013 | 21:38

    Ещё один документальный фильм Рона Фрике. Ещё одна история о мире. Готовясь к просмотру «Самсара» мне пришлось ознакомиться с одной из работ 90-х — «Барака». Надо сказать, что подготовка была не лишней. Новый фильм довольно близко повторяет старую историю. Нет, кадры разные, но вот порядок знаком. Человек, природа, человек, природа… Человееек. И это немного смущает.

    Концепция фильм строится на нескольких основаниях. Первое, никаких разговоров. Диалоги? Это для слабаков. Монологи? Ха! Полное отсутствие голосов. Иногда кажется, что вот-вот с уст сорвется хотя бы словечко, хотя бы вскрик, но герои картины неизменно молчат и смотрят прямо в камеру. Второе, ассимиляция. Человек и природа. Нам так часто вдалбливают, что человек — высшее существо. Человек меняет природу. Человек vs. Природа. Но только здесь можно увидеть, что человек и есть природа, по крайней мере, его мелкая частичка. Особенно ярко этот эффект проявляется в начале, когда крупным планом снимаются тела лежащих людей. Убрать волосы, глаза и. т. п. — увидите самый настоящий горный ландшафт. Третье, комбинации. Фильм идет примерно 1,5 часа. Из них первый час состоит из чередования сцен людей и природы. Но даже в такой манере представления нет никакого спора. Природа велика. Мощь и величие природы безграничны; мощь и величие людей только внутри их строений.

    Однажды я видел документальный фильм про то, что было бы с миром, если все люди разом исчезли. «Земля: Жизнь без людей» — постепенно показывал увядание человеческого мира, стирая все следы пребывания «высшей» расы. «Самсара» делает иное. Чередуя золотой век архитектуры, путем показа величественных европейских церквей, она тут же представляет заброшенные жилища. Разгром, мусор и пыль — вот что ждет мир людей без людей. Но, как не удивительно, кругом царит гармония. «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» — однозначно да. Мир существует сам по себе, и для существования ему не нужны наблюдатели. Мир — это красивая штука, которую надо лишь увидеть.

    Детские эмоции, религии, технологические процессы на заводах и свалках — это люди. Но даже в этих далеких от природы проявлениях видны истины. Вы когда-нибудь видели муравейник или улей? Кажется, что там творится сплошная каша, куча-мала. Но на самом деле все двигаются по определенной траектории. Так и люди в городах. Особенно ярко видно такое движение ближе к концу. Будь то автомобильные трассы или исламские традиции поклонения — всё едино пред законами природы.

    В целом вся картина состоит из повторяющихся позиций. Первая связана со второй, вторая с третьей. Но при этом первая и третья не связаны никак. И по новой. Все это приправлено огромным числом художественно-фотографических приёмов. Крупные и общие планы, отражающие поверхности, панорамы, съемка с проводкой. Но один из них представлен с избытком. Таймлапс — замедленная съемка. Мгновенная ночь, скоростные машины на трассе — это все он. Самый популярный и при этом красивый способ украсить пейзажи. Но пихать его всюду — пожалуй перебор.

    Я частый гость в кинотеатрах, но ещё ни разу не слышал такой тишины в зале. Люди забывали про купленную еду, а те кто ел попкорн сидели с открытыми ртами и глазели на экран. Видя «Самсара» можно думать о многом. Несовершенство мира, красота природы, даже бедные жители стран третьего мира… но так ли это необходимо? Великолепные картины, с не менее потрясающей музыкой могут затмить любые мысли. Просто расслабьтесь и медитируйте (главное не уснуть). И ради себя и других зрителей — не берите детей. Им скучно. Скучающий ребенок — это шумный ребенок.

    p.s.: увидя макдональдс не спешите строить планы, через 5 секунд видео узнаете последствия.

    9 из 10

    27 июня 2013 | 22:58

    К глубокому сожалению не успел насладиться этим творением в кинотеатре(сам факт того, что это показали на большом экране, пусть, и всего неделю-радует!). Samsara/Самсара (в переводе с санскрита буквально означает «непрерывный поток») — это повторяющийся цикл рождения, жизни, смерти и перерождения в таких религиозных течениях, как индуизм, буддизм, бон, джайнизм и йога. И вправду на экране мы видим невероятный водоворот из чудес природы и человеческого бытия.

    Каждый короткий сюжет так или иначе связан с течением и цикличностью. И тот факт, что все это запечатлено в документальной стилистике, побуждает удивляться и только. На создание фильма ушло 5 лет кропотливой работы, во время которых создатели запечатлели 25 стран и затратили $4 млн.

    За время просмотра сам попадаешь под единый поток из мыслей, звуков и картины. И у каждого этот поток будет своего оттенка и по-разному греть то, что могут греть очень редкие произведения (не побоюсь этого слова) Искусства. Очень важно отметить, что картина немая… только музыка, визуальный ряд и Вы. Настоятельно рекомендуется к просмотру, и желательно после каждого эпизода задавать вопрос:«почему?». Удивительный команда художников: Рон Фрике, Марк Магидсон, Майкл Стернс и др.

    10 из 10

    26 января 2014 | 21:13

    Что необходимо для отличного фильма? Хороший сценарий, талантливые актёры, качественные диалоги, красочные спецэффекты… «Да пошли вы» — как бы говорят нам создатели «Сансары». «У нас не будет ни сюжета, ни диалогов, ни актёров — мы просто наснимаем кучу кадров из реальной жизни, а вы всё равно охренеете, когда увидите.» И ведь не врут, подлецы. И правда охренительно получилось.

    Жанровую принадлежность этого кино определить весьма проблематично. Очевидно не являясь художественным фильмом, с натяжкой относясь к развлекательному кино, не вписываясь в традиционные рамки документалистики, «Сансара» самоопределяется разве что как некий переживаемый зрителем «экспириенс». На два часа тебя выдёргивают из объективно существующей вокруг реальности, вставляют в глаза спички подобно герою «Заводного апельсина», и ввергают в неудержимый калейдоскоп сменяющих друг друга образов. Японское метро. Китайский танец тысячи рук. Каменные истуканы под ночным небом. Хадж вокруг Каабы. Извержение вулкана на Гаваях. А это что? Нет времени объяснять, смотри дальше. При этом за каждым пятиминутным отрывком скрывается некая вполне интересная сама по себе история, которая остаётся за кадром. Но при желании легко гуглится после. Что за танцующие зэки? А, ну это такая тюрьма на Филиппинах, где полторы тысячи заключённых ставят каверы на известные поп-танцы. Когтистые шива-танцовщицы? Ага, они все глухие, кстати…

    А как там насчёт смысловой наполненности фильма? Номинально она присутствует — кадры следуют один за другим отнюдь не в случайном порядке, так что определённый набор тем проследить можно. При желании можно даже заморочиться на предмет «а что же авторы хотели сказать фильмом в целом?» и т. д. Но, право слово, не портьте себе удовольствие — оно же совсем не про это.

    Потому что, о боже, насколько дьявольски красиво показано происходящее на экране! В этом-то и заключается, на мой взгляд, суть всей затеи — в безграничном восхищении красотой жизни. И твои собственные мысли и ощущения, возникающие по ходу, уж точно важнее каких бы то ни было вложенных извне смыслов.

    В общем, если краткая характеристика фильма как «двухчасовой набор бессловесных и бессюжетных картинок» не вызывает у вас неконтролируемого отторжения, то я советую сходить в кино — на большом экране смотрится отлично. Хотя бы ради интереса — могу обещать, что в кино такого необычного фильма вы ещё не видели.

    9 из 10

    7 апреля 2013 | 12:47

    Рон Фрике — режиссер, не просто открывающий самые потаенные уголки нашего сознания, а скорей выламывающий эту дверь с невероятной силой.

    Фильмы Фрике, от «Бараки» до «Самсары» — отменный коктейль, напоминающий зрителю об истинных смыслах человеческой жизни, о титанической мощи стихии, шелестящей вокруг него всеми силами своих красок, о яркости самых простых минут и бесконечной динамике жизненного пути.

    Последний фильм автора «Самсара» поражает многообразием эпизодов, в которых ты не просто растворяешься, как растворился бы в типовом видеоряде — в них ты находишь параллели с собственной жизнью, заставляющие задуматься о смысле своего существования.

    Высочайшее качество изображения позволяет погрузиться в сюжет с первых минут, а гармонично подобранный звуковой ряд подчеркивает самые важные акценты. Каждая картина оставляет поистине неизгладимое впечатление: от поглощающей силы плывущих на большом экране облаков бегут мурашки, энергия бушующего мегаполиса захватывает дух, а гипнотический танец восточных красавиц заставляет ваше сердце биться быстрей — они танцуют только для вас…

    По-своему «Самсара» является откровением автора, которое не может оставить равнодушным. Здесь собраны те картины, которые когда-то поразили его самого. Языком жестов, мимики, тени, света, фактур режиссер разговаривает не с нашим разумом, а с нашей душой.

    Такое путешествие вы не забудете никогда!

    2 апреля 2013 | 23:16

    Автор показывает единство и неразрывную взаимосвязь всех людей и событий на земле через демонстрацию на первый взгляд не соединимых контрастов, оппозиций. Среди них, например, противопоставление естественного, первобытного всему искусственному, преобразованному, цивилизованному. Неразрывное единство этих противоположностей показало через демонстрацию сосуществования двух стремлений в человеке: стремления к эмоциональной свободе, к естеству и стремления к упорядочиванию, обезличиванию, преобразованию. Например, это выражено героями мужчины в офисе, остервенело наносящего себе на лицо маску из глины и красок и девушки-гейши, по безучастной мимике макияжа которой бежит слеза.

    Тема круговорота, кольца выступает и в демонстрации жизненного цикла продуктов: от производства до потребления или утилизации. И на всех стадиях жизни этих самых продуктов мы видим разных людей из разных концов света: произвел один, воспользовался другой.

    Все люди одинаковы по существу: мы видим мать и дитя в африканском племени и отца и дочь в Америке, а Азии. Затем также видим свинью и поросят, которые позже на наших глазах превращаются в гамбургер.

    Возможно, этим автор хотел указать на разрушительность естественных процессов, но при всей их неприглядности на их неотвратимость. Такой же оказывается и суть искуственных, упорядочивающих процессов: они подавляют индивидуальность, естество. Но они и необходимы, и тоже по-своему эстетичны.

    Границы нужны, но и свобода необходима. Несовместимое неразрывно.

    4 мая 2013 | 22:45

    Я смотрел «Самсару» (или «Сансару» — без разницы) в первый день, когда большой зал «Победы» был заполнен едва ли на осьмушку, но, говорят, что уже на третий день там случился аншлаг. Сарафанное радио — не армянское: врать не будет. И в самом деле, появились веские основания отправиться на просмотр. Эффект присутствия во многих экзотических местах нашей планеты гарантирован использованием не только широкой 70-миллиметровой пленки, но и талантом кудесника Рона Фрике.

    В начале 1980-х годов Фрике поработал оператором и сценаристом у Годфри Реджио на фильме Koyaanisqatsi. Уж не знаю, в чем заключалась его роль как драматурга, но визуалист из него получился неподражаемый. Вскоре в визуалисте пробудился визионер. По крайней мере, Фрике счёл себя таковым и отказался от дальнейшего сотрудничества с «крёстным отцом», решив реализовывать самостоятельные проекты в аналогичном стиле, родоначальником которого все-таки принято считать Реджио. И пока тот снимал «Повакаци» и «Накойкаци», Фрике набивал руку как режиссёр в короткометражном «Хроносе», а затем уже в полнометражной «Бараке».

    При просмотре «Самсары», которая появилась спустя 19 лет после «Бараки», не оставляет ощущение дежа вю. И если не полениться и посмотреть «Бараку», то перекличек обнаружится великое множество: Фрике вновь возвращается на излюбленные места, главным образом сосредотачивая внимание на живописных уголках и экзотических ритуалах азиатского региона, добавляя немного Африки и Америки и совсем каплю Европы. Вот такой у него получается географический расклад, почти повторяющий предыдущее путешествие, осуществленное в конце 80-х начале 90-х. «Барака», обретшая у нас культовый статус, никогда не шла в России в кинотеатрах, по меньшей мере, в адекватном пленочном формате. Для фильмов Фрике эта адекватность принципиальна, ибо любая видеопроекция с компакт-носителя будет лишь имитацией и эрзацем.

    «Самсара» снималась в 25 странах (в «Бараке» было почти столько же) в течение 5 лет. Индонезия, Индия, Филиппины, Китай, Япония…. — по Фрике именно там лучше всего обнажается контраст человеческих проявлений, когда духовные искания удивительным образом соседствуют с духом потребления. Как и у Реджио, его внимание концентрируется на главном искушении цивилизации — индустриализации, и более конкретно — на конвейерном производстве. Важной составляющей «Самсары» становится текучее или стремительно меняющееся «броуновское движение» людей-молекул. Всё движется: конвейеры, автострады и даже само время. А уже из столкновения двух начал — цивилизации и природы — произрастает почти апокалиптическая картина мира.

    Новый Орлеан после вторжения Катрины, сборочные конвейеры и перерабатывающие, птицефабрики и скотобойни, слаженные групповые танцы в филиппинской тюрьме, круговорот паломников в Мекке, Аравийская пустыня, Версаль, изуродованный ветеран войны, татуированный с ног до головы мужчина с младенцем на руках… Некоторые съемки настолько необычны, что кажутся нарисованными на компьютере или будто бы осуществленными на другой планете. Каждая сцена — отдельный образ, пазл микрокосмоса. Но чтобы не превратить фильм в исключительно приятный для глаз туристический буклет, Фрике чередует, скажем так, позитив и негатив.

    И это хоть как-то дисциплинирует изображение, иначе, наверно, при монтаже можно было сойти с ума, склеивая различные варианты кадров-цепочек в поисках новых смыслов. И, в конце концов (так мне показалось), Фрике пускает всё на самотек. При этом он принципиально, как и всегда, отказывается от дикторского текста и диалогов, а постановочные съёмки хорошо маскирует. Но, как минимум, в одном случае «режиссура» все-таки пробивается на поверхность, я имею в виду сцену похорон в гробу-пистолете, и тут сразу же вспоминается стиль этического провокатора Гуалтьеро Якопети.

    Как режиссёр Фрике знает, где нужно искать места, которые понравятся оператору Фрике. И этот «тандем» работает слаженно и почти безупречно. В итоге получается умопомрачительно красивое кино: концентрация прекрасного на одну минуту времени сможет составить конкуренцию самым дорогим рекламным роликам. Каждый отдельный кадр, а таковых тут не меньше сотни, красив как Бог, и имеет самостоятельную эстетическую ценность. Но в отличие от Реджио, у Фрике не получается внятный нарратив и, как результат, возникают некоторые проблемы с мессиджем. Прошу прощения за мой французский, но рискну предположить, что в «Самсаре» «обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе» размыто-неопределенный смысл.

    Например, такой: земная цивилизация развивается, по меньшей мере, странно, если не сказать абсурдно, и более того — издевательски. Или такой: наш мир прекрасен и ужасен одновременно. Сами по себе эти умозаключения в эпоху электронных СМИ не блещут новизной и глубиной. Но эти кадры, выхваченные и запечатленные острым киноглазом человека с киноаппаратом, а потом сконцентрированные в полуторачасовое шоу, оказывают почти магическое воздействие. Недаром работы Фрике сравнивают с визуальными медитациями: спустя какое-то время они распадаются в памяти на отдельные снимки, почти как та буддийская мандала — на разноцветные песчинки, после того, как её собственноручно уничтожают создатели.

    Своим таинственным и свободным кино Фрике почти что вводит в транс. Он как бы предлагает каждому зрителю наделить увиденное собственным значением, основанным на личном опыте. И чем этот опыт будет богаче, тем насыщенней будет полифония извлеченных чувств. А неочевидный смысл «Самсары» не мешает, а скорее даже помогает ей предстать в образе поэтического послания, сообщающего, что-то вроде… ну, например: «что не знал Эвклид, что, сходя на конус, вещь обретает не ноль, но Хронос». Не очень понятно, но зато как красиво!

    1 июля 2013 | 11:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 БаракаBaraka1992
    2 СамсараSamsara2011
    подробнее

    Новости


    Засилье крупных проектов и жанровых картин разбавлено несколькими нестандартными лентами, две из которых получили одобрение критиков, а одна демонстрирует неплохие показатели в американском прокате. Среди первых двух ремейк «Зловещих мертвецов», курируемый Сэмом Рэйми, и новое творение Дэнни Бойла «Транс». Третьим фильмом является «Падение Олимпа» Антуана Фукуа с Джерардом Батлером и Аароном Экхартом(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    4 апреля на экраны выходит необычный фильм «Самсара», представляющий собой современное осмысление понятия «чистое кино». Захватывающие документальные кадры складываются в причудливую мозаику без сюжета. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Скорый «Москва-Россия»82 459 240
    2.Реальная белкаThe Nut Job68 454 368
    3.ДивергентDivergent48 362 188
    4.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier34 532 969
    5.СаботажSabotage29 871 740
    17.04 — 20.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 545 426435 601
    Деньги384 650 042 руб.115 402 066
    Цена билета248,90 руб.3,52
    17.04 — 20.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    190.Принцесса МононокеMononoke-hime8.137
    191.Я – СэмI Am Sam8.135
    192.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.134
    193.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.129
    194.СтенаPink Floyd The Wall8.127
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.БродягаThe Rover93.78%
    17.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending93.59%
    18.Миллион способов потерять головуA Million Ways to Die in the West93.47%
    19.Как приручить дракона 2How to Train Your Dragon 293.00%
    20.ЯростьFury92.91%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Альманах жизни1
    ДивергентDivergent31
    НаркозAwake149
    Новый Человек-паукThe Amazing Spider-Man497
    Девушка с татуировкой драконаThe Girl with the Dragon Tattoo473
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Скорый «Москва-Россия»4.646
    Реальная белкаThe Nut Job5.968
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 27.477
    СаботажSabotage5.741
    Под маской жиголоFading Gigolo
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin01.05
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past22.05
    премьеры