всё о любом фильме:

Груз 200

год
страна
слоган«Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова»
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов, Максим Уханов
операторАлександр Симонов, Заур Болотаев
композитор-
художникПавел Пархоменко, Надежда Васильева
монтажТатьяна Кузьмичева
жанр триллер, драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  20.4 тыс.,    Италия  2.2 тыс.,    Нидерланды  1.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время90 мин. / 01:30
СССР. 1984 год. Финал советской эпохи. Провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет. Виновные не обнаружены. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство. Виновный — хозяин дома. Оба расследования поручены капитану милиции Журову…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
15 + 4 = 19
6.6
в России
80%
4 + 1 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Главные роли писались специально под Евгения Миронова и Сергея Маковецкого. Оба актера отказались после прочтения сценария. Сергей Маковецкий посоветовал режиссеру картины Алексею Балабанову вообще отказаться от съемок этого фильма.
    • От съёмок в фильме отказался Кирилл Пирогов.
    • В конце фильма и в титрах звучит песня «Время есть, а денег нет» группы «Кино». Причём, в кадре группа (изображаемая актёрами) показана выступающей на сцене, но за кадром звучит студийная версия песни 1982 года.
    • Съёмки картины проходили в окрестностях Выборга и в Череповце. Кроме того, часть материала пришлось отснять в студийных павильонах Санкт-Петербурга.
    • Двумя основными песнями, несколько раз звучащими в фильме, являются Ариэль (ВИА) — В краю магнолий и Юрий Лоза — Плот.
    • Сюжету «Груза 200» больше десяти лет. Алексей Балабанов поделился им с продюсером картины Сергеем Сельяновым еще при знакомстве на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
    • «Груз 200» отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях.
    • Фильм официально не рекомендован к показу на российских телеканалах.
    • «Груз 200» стал первым российским фильмом, выпущенным не только на пленке, но и на цифровых носителях для кинотеатров, отличающихся более высоким качеством изображения.
    • Одна из лучших книг на тему тоталитарного режима была написана Джорджем Оруэллом и называется «1984». Именно в 1984 г. происходит действие картины Балабанова.
    • еще 7 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 0.5/10
    Великое дело — контекст. Многое становится ясно, когда какой-то фильм оказывается в ближайшем соседстве с другими лентами. «Гражданин Кейн», конечно, недостижимая вершина! Но вот «Гражданин Икс» вполне годится для сравнения с иной историей про советского маньяка, только выдуманного в воспалённом мозгу сценариста и режиссёра Алексея Балабанова — в отличие от реального серийного убийцы Андрея Чикатило. Однако и сопоставление, например, с исторической экзистенциальной притчей «Грузинская хроника XIX века» тоже было бы небесполезно, чтобы показать наивность и даже примитивность антитоталитарных намёков автора «Груза 200», который вместо прямого, смелого и честного осуждения ныне существующего режима опускается до постыдных некрофильских манипуляций с трупом прежнего СССР. Но фактически он льёт воду на мельницу тех, кто в результате думских выборов в декабре 2007 года и избрания президента в марте 2008-го хотел бы опять придти к власти на волне «антикоммунистической истерии», как это уже сделал Борис Ельцин в 1996 году. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4598 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первое, о чём хочется сказать:

    ФИЛЬМ КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАН ДЕТЯМ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ ЛЮДЯМ!

    Я отношусь к последней категории, смотрела фильм почти 2 года назад, но сцены насилия вспоминаются настолько ярко, как будто видела их только вчера…

    Пожалуй, позволю себе несколько вольную интерпретацию названия и скажу, что фильм действительно ЗАГРУЗИЛ, а точнее погрузил в атмосферу жестокости, безысходности и МЕРЗОСТИ. Было страшно, противно, но…! было и интересно узнать, до чего ещё сможет дойти режиссёр в этом фильме… Здесь, видимо, ставка была сделана на извечную потребность человека в зрелище, иначе я не могу объяснить, почему всё-таки досмотрела фильм…

    Не буду здесь пересказывать сюжет (а он однозначно присутствует — и это, пожалуй, единственный плюс), хочу просто поставить вопрос перед теми, кто всё-таки решится посмотреть `Груз 200` — 

    Кто бОльший маньяк милиционер Журов или режиссёр Балабанов?

    я склонюсь в пользу последнего…

    Кстати, не могу понять актёров, согласившихся на роли в этом фильме… Не могу понять Серебрякова (денег не хватало что ли?), которого и так недолюбливала, а теперь это почти ненависть…Не могу понять композиторов (песни `В краю магнолий` и `мой плот` до сих пор слышать не могу)… И, наконец, не могу понять режиссёра, неужели нельзя было поднять волнующие его темы какой-нибудь другой сюжетной линией с менее жестокими и отталкивающими сценами???

    А теперь ответьте мне на вопрос про маньяка…

    3 декабря 2009 | 02:18

    Фильм гораздо сильнее, чем все предыдущие балабановские по силе воздействия. Искусство призвано вызывать чувства и мысли, и этот фильм рождает то и другое.

    Куда деваться, если это не возвышенные чувства, а омерзение, горечь, боль, даже ненависть. Невозможность дать оценку этому фильму как раз и связана с этим противоречием — по силе воздействия он удался, но отрицание всего увиденного не дает морального права положительно оценивать увиденное.

    Безусловно, смотреть фильм должен не каждый. В первую очередь, это должен быть зрелый человек, сформировавшаяся личность, ибо ребенок и подросток не смогут дать правильную оценку и сделать для себя правильные выводы. Что есть главное. Во-вторых, беременным и людям с неуравновешенной нервной системой тоже этот фильм противопоказан по понятным причинам.

    Лично я нахожусь под сильным впечатлением. Насыщенность метафорами заставляет возвращаться к ним уже после просмотра, начинаешь заново осмысливать, думать и анализировать. Хорошо. Гипертрофированное раскрытие сцен — дискотека именно в церкви, аварийное состояние подъездов и квартир, повальный алкоголизм, футболка «СССР», запорожец профессора, его типичные очки — тоже направлено для обострения восприятия.

    Другое дело — что я, ровесница дочери секретаря обкома, и знаю реальность того времени не понаслышке. Не соглашусь с теми, кто говорит, что Балабанов плохо передал атмосферу того времени. Она верна. Он была именно такой. Была серость. Города-заводы, некуда было податься, кругом все строят призрачный коммунизм и ты тоже должен быть заражен этой мечтой, оправдание серости — ведь впереди светлое будущее. Мы принимали серость как данность. Мы не знали другого, поэтому нам не было так плохо — мы пытались существовать в заданной системе координат.

    Но это — одна сторона медали. Ведь режиссер совсем не утверждает, что было ТОЛЬКО так. Он показал одну крайность. Было это. Так же, как и было другое. Артек, Орленок, нетронутый наивный патриотизм, вера в светлое будущее. Два мира одной страны. Одни жили в светлой части, другие попали в темную. Балабанов показал одну сторону, темную, и все более распространяющееся поглощение темной частью всего светлого. Загнивание системы. Причем использовал для яркости впечатлений криминальную историю. Не забывайте, что Журов — это преступник с преступной психикой, он больной человек. Такие преступники были, есть и будут, не только в советской системе, во всех системах и во все времена. Это болезнь. А больные люди есть всегда.

    Алкаши, как мама милиционера, и тот, кого подставили, — были и в советские времена, есть и сейчас. Только тогда они жили у себя дома, а сегодня их видно — потому что они на улице — у большинства квартиры отобрали.

    Бесподобно играет Полуян милиционера Журова — до жути, когда крупным планом видишь лицо и улыбку его во время встречи с родителями. Девочка — дочка секретаря такая, какими были и мы, наивная, маленькая, верящая в правоту своих родителей, случайно попавшая в эту ситуацию — ведь не соблазнилась же Валеркой, осталась девственницей, хотя молодость и чего-то хочется… Абсолютно верно.

    Хороший фильм. Стоит того, чтобы посмотреть.

    3 июня 2008 | 15:34

    Очень многие от этого фильма получили изрядную долю испуга и отвращения. Очень многие дрожали и возможно даже плакали. «Бред! Чернуха! Извращенка какая-то!» — таких эпитетов было море. Слишком тяжело современному человеку задуматься, что эта грязь — не просто так задуманно. Это для тебя, зритель. Не стоит зацикливаться на деталях, думай о смысле. ДУМАЙ! Оглянись, посмотри на свою жизнь. Всё ли в ней так?… А всё ли так в жизни окружающего мира? Так ли надуманна эта чернуха.

    Балабанов в своем фильме дерзок. Он кидает вызов всем и вся, начиная с власти и заканчивая рядовыми обывателями. Кому-то от просмотра этого фильма просто станет плохо, Хотя бы раз в жизни — и это тоже вызов. Человек с мозгами задумается: «ведь неспроста такое». Ничто в этом мире не происходит просто так. Ну, в нашей стране. Будем о ней говорить.

    Мне сложно оценивать конец существования тоталитаристского строя СССР, так как я много моложе, но ужас той страны с лихвой можно оценить в этом фильме. Безусловно не всё было столь ужасно и пугающе, а также до тошноты отвратительно… Но это тоже было! Страна колупалась в нищете, грязи, повальном пьянстве, не смотря на сухие законы. И не видела она света в конце туннеля. Лишь смиренно ждала, когда же «слуги народа» обратят на людей свой взор и выведут на свет. Не происходило этого. Жизнь пинала людей. И многие элементарно сходили с ума. Обращая природную жестокость на… В данном случае подвернулась дочка секретаря обкома, которая кроме статуса своего папы и не знала ничего. Не знала она той жизни, скрытой на периферии. До которой рукой было подать, но на нее закрывали глаза.

    На самом деле этот фильм дарит очень сильные и очень разные эмоции. И так любимых Балабановым «социальных тем» тут несколько. Каждый, у кого душа болит, хватается за свою и тянет из нее многое. Кто-то жаждет возмездзия за то жестокое время, кто-то ни с чем не согласен, а кто-то видит лишь «чернуху». Бог всем нам судья!

    Об игре актеров:

    Ну игру главного маньяка не отметить невозможно. Животный взгляд, отрешенность, при этом спокойствие и крайняя степень жестокости. Он именно такой, убийца-психопат. Безумный, неконтролируемый социальными тормозами, которых у него попросту нет. И действия его, анализу не поддаются. Страшней всего то, что кроме прочего это человек в форме милиционера. Очень неплохо сыграла дочка секретаря, позволив себе откровенность на краю пропасти. Возможно, это сделает ее знаменитой, ведь она так этого хотела… Ну и другие персонажи получились довольно внушительными и колотитными. Балабанов иных и не приглашает в свои картины.

    Отдельной строкой следует отметить музыку в фильме. Вновь у каждого героя она своя, призванная усилить общую атмосферу и характер каждого героя в частности. Крайне сильный эффект, в России мастерски получающийся только у Балабанова.

    Лично от себя добавлю последнюю мысль: посмотреть один раз и забыть.

    7 из 10

    13 июля 2008 | 19:35

    Прежде всего, хочу напомнить, что искусство — это не только «Зима» Шишкина, но и «Сатурн, пожирающий своего сына» Гойи. Это не только красиво сочиненная фантазия, но и жутко правдивое воплощение реальности. Поэтому, псевдокритики, кричащие о нереалистичности/излишней откровенности/чрезмерной жестокости/зашкаливающей червоточине этого фильма, могут успокоиться. Ибо никто их не заставляет это смотреть. Уж описания к фильму достаточно, что бы понять, Ваш ли это жанр.

    Думаю, Тим Бёртон позавидовал бы способности Балабанова создавать мрачную атмосферу, которая, увы, не вымысел автора, а самые настоящие реалии жизни.

    Работа режиссера, оператора, актеров выполнена блистательно. Сценарий так же не вызвал нареканий. Фильм повествует о событиях 80-х годов. Причем несколько сюжетных линий сливаются воедино. Сначала акцент делается на человеке, живущем на отшибе, и пытающемся создать там свой собственный мирок. Вот такой Томас Мор в действии. Затем сюжет внезапно переворачивается, и главным действующим лицом внезапно становится странный человек, который насилует и похищает девушку, столь легкомысленно приехавшую с малознакомым парнем к уже известному нам мужику на отшибе. И вот здесь от простой болтологии фильм переходит к активным действиям. Дальнейшие события связаны с долей отвращения, удивления, иногда даже ужаса от происходящего. Потому что пытки маньяк придумывал для девушки весьма изощренные. Особо удивляло то, что похищенная девушка «хранилась» в обычной квартире, и ни один сосед не пожелал обратить внимание на крики и выстрелы. Это была полная психоделика.

    Теперь о том, что многие так и не смогли уловить в данном фильме. О смысле. Большинство граждан, возраст которых перевалил за 40, возмущенно плюются ядом при упоминании об этом фильме. По их мнению, жизнь в Советском Союзе была идеальной, и такого ужаса просто не могло происходить в действительности. Очень жаль, что этот глупый стереотип так прочно сидит в головах людей. Жизнь одинаковая всегда, не зависимо от режима власти. В любую эпоху находятся больные люди, которые способны на любые зверства. Во все времена есть глупые безрассудные люди, которые за свои ошибки расплачиваются здоровьем и жизнью. К слову, не исключаю вероятность того, что главная героиня, которую играет Агния Кузнецова, один из многих примеров возникновения беспечности за счет пропаганды абсолютной безопасности. В наше время только глухие не слышали о засилье маньяков и об осторожности. И уж точно, в любые времена существуют безразличные и равнодушные граждане, которым плевать на проблемы других людей ровно до тех пор, пока это не коснется непосредственно их самих.

    Картина четкими линиями прорисовывает всю подноготную людей и, откровенно говоря, маньяк здесь не самая непривлекательная личность.

    Само собой, фильм оказывает влияние на психику. За что искреннее уважение режиссеру — сцены насилия, беспредела и без того очень выразительны, а на фоне полуразвалившегося городка это имело двойной эффект. Конечно, апогеем была сцена «воссоединения» пострадавшей девушки и её возлюбленного…

    Фильм стоит смотреть только думающим людям, готовым к обнаженной правде без приукрас. Фильм ни в коем случае не стоит смотреть верным приверженцам Советского Союза и любителям легкого, незатейлевого искусства. Чем спорить о том, насколько отвратителен фильм, лучше оставить эти разговоры и смотреть то, что по душе. Не всем же дано извлекать рациональное зерно от просмотренного.

    Фильм великолепный, он смог захватить и заставил задуматься. И да, он очень жестокий. Потому что люди жестоки.

    9 из 10

    6 сентября 2013 | 14:44

    С точки зрения атмосферности фильм снят очень хорошо, постоянно тоскливо — пасмурная погода, повторяющие песни как в заевшей пластинки передают некоторую частичку безумия развивающегося действа, надетая обстановку.

    это можно отнести даже, к плюсам.

    Но если посмотреть на фильм с режиссерского ракурса, то есть к Балабановским задумкам, идеям. К мотивам побудившим его показать зрителю ту или иную сцену, именно показать, а не упомянуть или иметь ввиду. То фильм кажется жутко дешевым. Лишь потому что режиссер, возможно осознано или нет, не важно. Добивался лишь одного ужаснуть зрителя, повергнуть его к презрению героев его фильма, и списать это на расколотость, безбожность общества в духе перестройки 80-ых годов.

    Цель эту ему удалось воплотить в фильме, даже как то получилось связать это с тем самым духом перестройки, благодаря скорее лишь застольными беседами и актерской харизме, чем развитием сюжета.

    Но по-моему, это мое личное мнение, цель эта, и средства которыми он ее добивался слишком дешева, вульгарна и отвратительна, другими словами, не достойна настоящего режиссера.

    Я человек закаленный на подобные второсортные триллеры, и их жутко не люблю. Я считаю, что триллеры психологические выглядят куда эстетичнее и приятнее. Ибо, я думаю, что передать душевное состояние куда труднее словами, намеками, подразумеванием жестокости, нежели показыванием столь откровенных цен насилия.

    Последнее скорее же говорит о дефиците абстрактного мышления создателей фильма, что ставит Балабанова наравне с другими низкопрофильными режиссерами трешовых-зомбихороров.

    Нет, конечно я не считаю Алексея Октябриновича плохим режиссером, вовсе нет. Но фильм этот плох, и думаю ему это известно.

    А вообще, я думаю, что это один из тех частых случаев в кинематографе, когда уже ставший известным свершившимся в кино сценаристом, режиссер или сценарист откапывает у себя какие-нибудь «режиссерские» задумки еще с студенческих или времен школьных, и пытается их продать индустрии. В этот момент сознание его отуманено свалившейся на него славою, и он хочет всем, ну или просто сам себе, доказать что он еще и раньше в юности имел задатки таланта. и этот запыленный школьный сценарий становится его одержимой идеей. И вновь и вновь он возвращается к нему, пока однажды ему повезет.

    Но оказывается так что везением это не назовешь. Ибо фильм выходит как правило провальным.

    И он наконец убеждается, что талантливых людей делает время опыт и возраст.

    14 июня 2013 | 00:33

    Фильм, безусловно, мощнейший, меня он не отпускал где-то около недели, но трогает ведь он не так чернушными сценами, как каким-то необыкновенный мрачным духом того времени, воссозданного балабановским стилем, так мог сделать лишь ОН и никто другой.

    Вообще все фильмы Алексея Балабанова зачаровывают, это гений. Я бы не сказала, что «Груз 200» лучший из остальных, каждое творение этого прекрасного режиссера уникально по своему и несравнимо ни с чем, и лишь люди примитивные, привыкшие смотреть по телевизору мелодрамы и воспринимающее кино с точки зрения своего ограниченного мировоззрения видят в «Грузе» лишь «грязь», «больное воображение режиссера» и т. д.

    Журов, безусловно, злодей, но в первую очередь это больной человек, маньяк, и совершенно не удивителен тот факт, что он любит Анжелику, со своей колокольни старается сделать ее «счастливой». Чтобы угодить ей, он приводит этого жуткого бомжа, а потом делится с матерью: он ей не понравился, мам.

    Хорошее кино, на мой взгляд, не только то, которое будит у зрителя светлые чувства, а то, которое не оставляет его равнодушным. «Груз 200» не оставит никого, даже примитивных, ограниченных людей, хотя обидно то что они там ничего кроме грязи не увидят…

    8 из 10

    24 января 2008 | 12:19

    У каждого режиссера должен быть такой фильм. А если его нет, то перед нами либо режиссеришка, снимающий свою бесполезную чепуху неплохо, да только всегда ровненько и скучно, либо титан-режиссерище, снимающий всегда и без исключения запредельно хорошо, заставляя усомниться в своей земной, человеческой природе. Нет, у каждого режиссера должен быть фильм, который на голову выше остальных — его потолок, его шедевр, в котором все, что до этого проявлялось только намеками и полунамеками, вдруг сошлось и образовало картину, потрясающую воображение.

    Если бы последним балабановским фильмом стал именно «Груз 200», я бы не удержался и сравнил его с «Сало» Пазолини. Точка была бы не менее жирной и эффектной, но это только мои впечатления и мое видение. Все-таки, как ни крути, настоящая лебединая песнь Балабанова — «Я тоже хочу». Вещь личная, глубокая и выстраданная — но только для него. А вот «Груз 200» — это то, что глубоко резануло лично меня.

    Честного-близкого и вправду через край. Тонкая грань между «нормой» и «извращением», «вера» в «бога» от безысходности, жалкое голое тельце — кусок мяса, жаждущий жизни, а не скорейшего прекращения мучений… Да вот хотя бы с помощью доступных осколков бутылки. А еще у меня никогда прежде так не щемило сердце от урбанистических пейзажей, от утренней прохлады, кожей ощущаемой, от вида до боли знакомой лестницы в обшарпанном подъезде и тепло освещенной избушки в каком-то захолустье. Наверное, мне это когда-то уже снилось.

    9 из 10

    9 августа 2013 | 23:26

    При всей моей страсти к тяжелым фильмам я не мог пропустить «Одиннадцатый фильм Балабанова». Когда мне начали описывать, что там происходит, я сказал: дайте мне его посмотреть, но ни у кого его не оказалось… И впервые за долгое время я купил диск. Обложка гласила: «ДРАМА.

    Ограничение по возрасту 21+». Те люди, которые мне про него рассказывали, говорили: «Не смотри, я после этого фильма грузился неделями…» Все дело в том, что когда нам что-то запрещают, или не советуют, посмотреть это хочется еще больше.

    Итак, я его посмотрел. Ничего такого уж сильно страшного и ужасающего я не увидел.

    Однако, отдельные моменты фильма просто жесть… Такие как «Жених приехал», момент с бутылкой, «мухи у нас»…

    Некоторые говорят, что это бессмысленный фильм… Я думаю, что это неправильно… Здесь и тема алкоголизма, и продажной любви, и настоящей любви, и безразличия… В этом фильме показано все так, как невозможно где-либо увидеть, это сделано с такого «яркого» ракурса, что скорее всего слабонервным не рекомендуется.

    В общем, 10 из 10

    P.S. Извините, я соврал. На протяжении всего фильма присутствует одна действительно страшная «сцена». Это лицо капитана Журова.

    10 июня 2009 | 18:53

    Сдерживаясь от непредумышленного смеха, пытаюсь написать отзыв. Вообще, начитавшись в своё время отзывов, рецензий, комментариев и даже несколько пересказов сюжета об этом «шедевре», я решил что вряд ли его когда-нибудь посмотрю. Слишком уж жуткая натуралистичная картина вырисовывалась в моём воображении. Так еще фильм сравнивали с «4 Ильи Хржановского и фильмами Валерии Гай Германики, которая мне очень нравится. Не, ребята, вы чего? Это же цирк уродов, фрикшоу по-ихнему. Вся моя фантазия о страшном фильме была развеяна просмотром этой плохо сделанной то ли комедией, то ли фильмом ужасов, то ли еще чем-то о каких-то ходульных марионетках, которые под Юрия Лозу женятся без суда и следствия на ответственных невестах крутых десантников.

    И хотя мне и прежде не нравился Балабанов, а из четырёх увиденных мною его фильмов, только оригинальный «Брат» действительно хороший фильм, не без доли перегибов, но в целом составлявший цельную картину. Тут же он опустился ниже собственной планки. Опять это совершенно неумелое использование музыки, которое еще в сиквеле «Брата» казалось дурновкусием, тут доведено до полного абсурда. Опять эти персонажи-призраки с диалогами, которыми нормальные люди не изъясняются. Опять эта тотальная серьёзность с заявкой на высказывание. Но на этот раз всё это смазано толстым слоем, такой вполне себе развесистой, немного душистой, местами подгнившей, но в общем, клюквы.

    Тут вам целый букет. Тут и нервный доцент кафедры научного атеизма, который вдруг увидел «коммунизм» (где он был до этого, спрашивается), что пошёл креститься. И непросыхающий бывший зэк, который торгует спиртом, да содержит в рабстве вьетнамца, но думает о духовном. И гордая Анжелика, которая стращает всех своим мифическим женихом-десантником, который приедет и «отомстит и убьёт» одновременно. И оборотень в погонах, который днём преданный сын Отечества, а ночью заботливый «муж». И этот герой рок-н-ролла в хоккейной майке СССР, торгующий шкурами оленей за ящик спирта. Ну и собственно, десантник. Подгнил маленько, но при орденах.

    Возможно, целью всего этого было показать насколько страшно было жить в советское время и то какая тотальная бесцельность тогда была. Да и вообще реализму напустить, хотя лучше бы снял в панковском некрореализме. Развеять мифы тоталитарного режима, возможно. Не зря ведь в финале даётся привязка к году 1984. Но Оруэллом там и не пахнет. Пахнет только трупом. И мечтами о городе Солнца, где все будут верить в Бога. Ясное дело православного. А Балабанов только и рад этому.

    И на фоне этой унылой даже не чернухи, а банальной залипухи, выигрышно и гораздо правдивее выглядит американский фильм «Гражданин Икс», в котором режиссёр через историю поиска Чикатило, смог может быть не максимально достоверно, но уж точно честно и искренне раскрыть социальный подтекст, как его появления, так и его долгой безнаказанности, не выдумывая страшных маньяков в милицейской форме. И удивительно, что сам Алексей Балабанов умудряется сравнить свой фильм с «Молчанием ягнят» Джонатана Демме. Вот уж точно: замах на рубль, удар на 5 копеек. Но хотя бы в цирк на клоунов посмотреть ходить не надо.

    17 апреля 2013 | 17:42

    Наиболее масштабным философским трудом Алексея Балабанова, поставившего возможно единственные конкурентоспособные российские картины своего периода, образующие дилогию «Брат» и «Брат 2», является фильм «Груз 200», описывающий фактическую гибель проекта «СССР» и рефлексирующий над основаниями низости господствующих нравов и убогости бытия, как оказывается образовавших с репрессивной системой столь прочную взаимосвязь, переняв все ее функции, что даже переименование страны и декларация ее перестройки не привели к желаемому результату в виде победы гуманизма над тоталитаризмом.

    Действие «Груза 200» разворачивается в 1984-м году на территории одного из провинциальных промышленных городов бывшей Российской Империи. Большего зрителю, образованному, обладающему критическим мышлением, для представления о сути данной криминальной драмы знать не требуется. Балабанов не случайно использует именно 1984-ый год для своей повести, тем самым проводя параллели между одноименным произведением Джорджа Оруэлла, но в отличие от английского писателя, российский режиссер не предупреждает публику об опасностях неверных моральных и политических ориентиров, а подробно показывает уже существующую в рамках отдельно взятой страны действительность, где все апокалипсис уже произошел, и Данте мог бы добавить в мироустройство подземного мира новый круг, лишь бросив взгляд на грязно-серые оттенки домов, разбитые тротуары и неряшливых, уродливых прохожих. Режиссер не критикует и не позиционирует себя оппонентом сложившейся государственной системы, а исполняет функцию наблюдателя, привлекая к исследованию зрителя.

    Если бы Михаил Салтыков-Щедрин не прибегал в своих рассказах к сатирическому изображению действительности, а тщательно документировал личный опыт (в частности, касающейся времени, проведенного им на государственной службе), то рассказы эти напоминали бы «Груз 200», но и тогда не могли бы сравниться с повестью Алексея Балабанова в ее даже не минорной, а какой-то ужасающей в своем отчаянии тональности. Обыватели, разделенные материальным положением на нищих и власть имущих, без среднего класса, буржуа; милиционеры презревшие закон; опустившиеся алкоголики и дрожащая интеллигенция, вроде бы и противящаяся сложившемуся порядку, но так сильно боящаяся сказать хоть слово. Не обходит вниманием Алексей и портрет «русского мужика», рисуя его простым, сметливым, выживающим из последних сил, но мгновенно теряющим разум из-за алкоголя и руководствующимся прежде всего понятиями тюремных каземтов, а не справедливости.

    Наиболее тематически близок к «Грузу 200» фильм «Левиафан» Александра Звягинцева, но по сравнению с картиной Балабанова история о торжестве беззакония и ложной религиозности выглядит очень лиричной инди-лентой, содержащей в себе некоторые эстетические изыски и надежду автора на то, что положительный герой в современной России все же есть, только он пока преимущественно терпит поражение. Господин Балабанов, надо сказать, не исповедуют пораженческие настроения, он бесстрастно демонстрирует зрителю тот ад, в котором проходят дни последнего, в надежде пробудить остатки чести и совести.

    При этом ад это не только оборот речи, но и фактическое описание происходящего в рамках полуторачасового фильма. Пик извращенных фантазий условного Чака Паланика и самого невменяемого режиссера слэшеров не способен породить образы и ситуации «Груза 200». В большинстве случаев рейтинг 18+ это простая формальность, так как публику совсем не шокируют литры крови и сексуальные сцены (способные, правда, вызвать неудобные вопросы со стороны детей), но в «Грузе 200» на экране происходит такое, что можно охарактеризовать не отклонением от нормы, а презрением ее. И после достижения совершеннолетия не любой индивид способен вынести той обыденной подачи сцен убийств, насилия, изнасилований, расстрелов и прочего, из чего соткана вселенная фильма.

    Традиционное для работ Алексея Балабанова, преобладание коричневатых оттенков в цветовом решении фильма, в этот раз реализуется на индустриальных пейзажах, уродливой советской архитектуре, которую использовал в качестве лекал для зданий Капитолия в «Голодных игр» Фрэнсисис Лоуренс. Подчеркивается окружающий героев тлен, из которого состоят и они сами, музыкальным сопровождением в виде жизнерадостных эстрадных песен соответствующего периода. И от такого контраста вам вряд ли не захочется закричать.

    Для поклонников ярких дарований современной российской сцены в лице Сергея Маковецкого и Евгения Миронова картина «Груз 200» станет основанием для сомнений в морально-нравственном облике своих кумиров. Балабанов писал сценарий картины, ориентируясь именно на Маковецкого и Миронова, и представить их в соответствующих ролях (интеллигента и сумасшедшего милиционера) донельзя просто, они были бы невероятно органичны. Однако, и Сергей и Евгений отказались от предложения постановщика, мотивировав отказ острой темой фильма. Иными словами, актеры предпочли спокойствие конъюнктуры настоящему искусству, будоражащему умы, ведь «Груз 200» сняли с проката и негласно поместили в список нежелательных для трансляции по телевидению фильмов (вдруг зритель заподозрит, что действительность именно такова). Маковецкий, впрочем, на стадии пост-продакшна озвучил предназначенную ему роль, что, по-видимому, служит ему некоторым оправданием. Из широко известных актеров в картине имеется лишь Алексей Серебряков, имена прочих же публике ничего не скажут.

    Сложно понять, каким образом историческая действительность сложилась так, что господин Балабанов то ли скопировал своих героев и события фильма из реальности, то ли реальность такова, что существование подобных персонажей не только не удивительно, но даже естественно. Автора «Груза 200» не интересуют вопросы философии истории, он не предлагает зрителю задуматься об истоках социально-политической системы, найти точку отсчета в 1917-м, 1937-м году, в падении Новгородской республики или в том, что Нюрнбергский процесс включал только одну сторону на скамье подсудимых. Если Виктора Гюго занимали вопросы общественного переустройства путем искоренения дурных нравов, перелицовки существующих традиций начисто, то Балабанов не ищет решения уравнений социальной статики и динамики, а просто оперирует исходными данными, репрезентируя их полную несостоятельность. При этом следует учитывать, что хотя дэ юре временем действия выступает 1984-ый год, но дэ факто «Груз 200» это Россия вчера, сегодня и завтра.

    «Груз 200» не является сатирой или же фильмом, содержащим черный юмор, его принципиальное отличие от большинства произведений искусства состоит в отсутствии любых мажорных включений, будь то положительные герои или же оптимизм и надежда автора на будущее. Том Роб Смит сделал Льва Демидова образцовым человеком в мире тех самых «двух шагов» НКВД, что будут и в одной из сцен «Груза 200». А Алексей Балабанов прямо и дерзко предъявляет зрителю тот самый цинковый гроб, аббревиатура которого и дала название картине, словно говоря: «Смотрите, ребята, вот это ваша страна, вот это ваши соседи. Надо что-то решать, трупный дух уже невыносим». И режиссера совсем не заботит, что он подвергает каждого смотрящего фильм настоящей пытке. Пытке, не подразумевающей освобождения и катарсиса, но доказывающей, что кино есть великое искусство, способное без лозунгов, призывов, прямолинейности показать как возвышенность человеческого духа, так и ужас бытия невежественного и антигуманного. Орки когда-то были эльфами, полагал Дж. Р. Р. Толкиен, а вот вопроса об их обратном превращении у него почему-то не поднималось.

    23 декабря 2015 | 14:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 162 руб.
    подробнее

    Новости


    С 2 по 9 июня в Сочи пройдет 24-й открытый кинофестиваль «Кинотавр». За главный приз будут бороться 12 фильмов, среди которых уже участвовавшие в европейских смотрах «В ожидании моря», «Разносчик», «Небесные жены луговых мари», «Майор» и «Отдать концы», а также совсем свежие и никем не виденные картины, например «Интимные места», «Жажда» и «Диалоги». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Если взглянуть на попытки отечественных кинематографистов снять фильмы ужасов, легко сделать вывод, что жанр хоррора, которого в советском кино фактически не существовало («Вий» не в счет), на нашей почве как будто не приживается. В преддверии релиза картины «Пиковая дама: Черный обряд» КиноПоиск решил найти основные причины, по которым российская киноиндустрия не дружит с фильмами ужасов. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Недавно мы знакомили вас с молодыми российскими актрисами. Тем не менее в 2013-м грядет немало фильмов, в которых задействованы и подающие надежды актеры. Среди таких проектов «Метро» Антона Мегердичева и «Восьмерка» Алексея Учителя. КиноПоиск представляет вам тех молодых отечественных звезд в возрасте от 20 до 28 лет, которых нужно запомнить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Список из 100 фильмов, опубликованный минкультом, вызвал бурную полемику: стоит ли детям смотреть именно это кино и если да, то в каком контексте? Почему нет фильмов после 1994 года? Каких фильмов не хватает? Поделитесь своим мнением. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    170.Человек-слонThe Elephant Man8.147
    171.Тот самый Мюнхгаузен8.144
    172.Планета Ка-ПэксK-PAX8.142
    173.Военный ныряльщикMen of Honor8.140
    174.Три идиота3 Idiots8.138
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Свет в океанеThe Light Between Oceans93.58%
    22.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.56%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.35%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.21%
    25.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.17%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Главная улицаCalle Mayor3
    Обитатели университетаMahalai sayongkwan3
    ВаркрафтWarcraft36
    Человек-паук 2Spider-Man 298
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass14
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.374
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.826
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.577
    Экипаж8.177
    Angry Birds в киноAngry Birds6.546
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры