всё о любом фильме:

Груз 200

год
страна
слоган«Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова»
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов, Максим Уханов
операторАлександр Симонов, Заур Болотаев
композитор-
художникПавел Пархоменко, Надежда Васильева
монтажТатьяна Кузьмичева
жанр триллер, драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  20.4 тыс.,    Италия  2.2 тыс.,    Нидерланды  1.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время90 мин. / 01:30
СССР. 1984 год. Финал советской эпохи. Провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет. Виновные не обнаружены. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство. Виновный — хозяин дома. Оба расследования поручены капитану милиции Журову…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
15 + 4 = 19
6.6
в России
80%
4 + 1 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Главные роли писались специально под Евгения Миронова и Сергея Маковецкого. Оба актера отказались после прочтения сценария. Сергей Маковецкий посоветовал режиссеру картины Алексею Балабанову вообще отказаться от съемок этого фильма.
    • От съёмок в фильме отказался Кирилл Пирогов.
    • В конце фильма и в титрах звучит песня «Время есть, а денег нет» группы «Кино». Причём, в кадре группа (изображаемая актёрами) показана выступающей на сцене, но за кадром звучит студийная версия песни 1982 года.
    • Съёмки картины проходили в окрестностях Выборга и в Череповце. Кроме того, часть материала пришлось отснять в студийных павильонах Санкт-Петербурга.
    • Двумя основными песнями, несколько раз звучащими в фильме, являются Ариэль (ВИА) — В краю магнолий и Юрий Лоза — Плот.
    • Сюжету «Груза 200» больше десяти лет. Алексей Балабанов поделился им с продюсером картины Сергеем Сельяновым еще при знакомстве на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
    • «Груз 200» отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях.
    • Фильм официально не рекомендован к показу на российских телеканалах.
    • «Груз 200» стал первым российским фильмом, выпущенным не только на пленке, но и на цифровых носителях для кинотеатров, отличающихся более высоким качеством изображения.
    • Одна из лучших книг на тему тоталитарного режима была написана Джорджем Оруэллом и называется «1984». Именно в 1984 г. происходит действие картины Балабанова.
    • еще 7 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 0.5/10
    Великое дело — контекст. Многое становится ясно, когда какой-то фильм оказывается в ближайшем соседстве с другими лентами. «Гражданин Кейн», конечно, недостижимая вершина! Но вот «Гражданин Икс» вполне годится для сравнения с иной историей про советского маньяка, только выдуманного в воспалённом мозгу сценариста и режиссёра Алексея Балабанова — в отличие от реального серийного убийцы Андрея Чикатило. Однако и сопоставление, например, с исторической экзистенциальной притчей «Грузинская хроника XIX века» тоже было бы небесполезно, чтобы показать наивность и даже примитивность антитоталитарных намёков автора «Груза 200», который вместо прямого, смелого и честного осуждения ныне существующего режима опускается до постыдных некрофильских манипуляций с трупом прежнего СССР. Но фактически он льёт воду на мельницу тех, кто в результате думских выборов в декабре 2007 года и избрания президента в марте 2008-го хотел бы опять придти к власти на волне «антикоммунистической истерии», как это уже сделал Борис Ельцин в 1996 году. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4558 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    К творчеству Алексея Балабанова нельзя относиться равнодушно — это либо отвращение, либо обожание. «Груз 200» — плевок в душу тем, кто убежден, что нет и не было страны лучше, чем Страна Советов. Фильм же показывает (пусть гротескно, но такой уж у режиссера стиль) атмосферу загнивающего научного атеизма и недостроенного коммунизма 80-х.

    Кредо Балабанова в том, что он всегда шел против течения. Когда Владимир Владимирович назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века», Балабанов снял «Груз 200». Есть у меня наглость полагать, что обществу нужна прививка от ностальгии по СССР, и фильм Балабанова — прививка, безусловно, болезненная, но своевременная. Все претензии по поводу того, что «такого не могло быть в СССР, потому что такого не могло быть никогда» отметаются: это все ж таки художественный фильм, а не документальный.

    «В краю магнолий плещет море» — так жестоко насмеяться над песней мог только Балабанов. В СССР и правда было много лицемерных песен.

    3 ноября 2013 | 17:41

    Для насильников, маньяков и извращенцев? С какой целью? Что бы показать ужас и жестокость? Имея такой сюжет можно было снять абсолютно другое кино. Интересное, но не менее шокирующее. Шокирующее своим интересным сюжетом, доступностью восприятия, но не тем, что мы увидели. То что я с трудом посмотрела вызвало у меня только мерзость и отвращение. И вообще, с каких это пор кино, которое содержит омерзительные цены насилия и издевательства считается у нас чуть ли не гениальным? Балабанов меня явно разочаровал. Что и в СССР, что и сейчас живут если не более жестокие и больные люди и происходят еще более шокирующие вещи. А у меня сложилось впечатление что это нам захотели показать исключительно как черту советского времени, путем появления чувства будто тебя облили грязью после просмотра фильма. Я не вижу смысла в таком кино. Абсолютно.

    Без оценки.

    17 февраля 2011 | 00:58

    Довольно сложно комментировать фильм, т. к. смотрел его как психиатр и как простой зритель одновременно.

    Психиатр во мне говорит, что на 100% достоверно показан типичный серийный убийца, со всеми мелкими подробностями. Доктор Лектер — продукт фантазии писателя, которому нужно заинтересовать аудиторию и создать продаваемый персонаж. Согласитесь, что в какой-то момент Ганнибал становится, в чем-то, симпатичен, по крайней мере, в сиквелах. У него есть блестящий интеллект, эрудиция, вкус, он предусмотрителен и неуловим. Чем не герой? В этом и есть червоточина, потому что убийца показан нам привлекательно. Его жертвы — второстепенные персонажи и появляются в кадре, чтобы эффектно умереть от его руки. Зритель совершенно им не сострадает, а даже порой прихахатывает и гикает, глядя на расправу. Раньше было принято играть в казаков-разбойников во дворе, а теперь уж и не знаю.

    А вот «Груз 200» как раз показывает настоящего, невыдуманного убийцу — опустошенного, жестокого, эмоционально холодного, с отсутствующим взглядом и стремлением к насилию. Повторюсь, с точки зрения психиатрии — попадание идеальное, и актер великолепно все отобразил. Про достоверность событий — тут сомнений нет, все именно так и происходит. Читайте сборники экспертиз института им. Сербского.
    Как зрителю мне сказать еще меньше, пожалуй. Все так и происходит в жизни — случайно, глупо и бесповоротно.

    Запомнилась сцена разговора про научный атеизм под самогон. Я увидел тут разницу между верой и разговорами о вере, философией и философствованием.
    Насчет антисоветчины я особо не ощутил, просто показано время, как оно тогда было.

    PS. А бедовый мальчик, который все заварил — будущий наш преуспевающий бизнесмен, я так себе понял.

    4 декабря 2007 | 20:43

    Честное слово, несмотря на то, что я с большим скепсисом и осторожностью отношусь к российским «фильмам», если их можно так назвать, все же «Груз 200» я ждал с большим любопытством. Прежде всего, я ожидал увидеть этот фильм, потому что режиссером был Балабанов! Черт возьми, это единственный российский режиссер, который мне более-менее симпатизирует. Ведь он снял единственный по-настоящему понравившийся мне российский фильм — Брат 2. Однако, к сожалению, Балабанов скорее всего уже сдулся.

    В этом фильме нет ничего, что нужно зрителю, вообще ничего! В фильме интригующий сюжет? — я лично чуть не заснул во время просмотра, шедевральная актерская игра — бесталанные молодые актеришки весь фильм кривляются и видимо, весь съемочный процесс тоже скучали. Балабанов хотел показать РЕАЛЬНУЮ жизнь в Советском Союзе? Что, мол, вон поглядите какие раньше маньяки были, да какой беспредел был. Это, по меньшей мере, глупо. Маньяки были всегда и во все времена, и нету здесь ничего сверх естественного. Просто в России до сих пор осталась мода по любому случаю хаять жизнь в Советском Союзе.

    Мне искренне жаль Балабанова, но он теперь для меня такой же, как и все остальные российские режиссеры. Сняв самый пустой и самый трешовый фильм за всю свою карьеру, он умер в моих глазах.

    P.S. Если вы все еще не смотрели этот фильм, ни в коем случае не смотрите. Рискуете испортить свое мнение об именитом режиссере и потерять впустую свое драгоценное время. Хотите посмотреть что-нибудь про маньяков? Пересмотрите «Молчание Ягнят», либо свеженькую новинку «Кто вы, мистер Брукс». В них хоть и смысл есть, и нормальная интригующая сюжетная линия.

    1 из 10

    19 июля 2007 | 15:39

    После просмотра далеко не каждого фильма я могу написать то, что напишу сейчас. Обычно на вопрос «ну как фильм?» я отвечаю типо «ой, такой прикольный, посмотри, тебе понравится!» или «ну так себе, на один раз». В данном случае эти слова вообще не уместны. Потому что сказать есть что.

    Я посмотрела его сегодня утром и весь день ходила все равно что в прострации. Это единственный фильм, который настолько на меня повлиял, впечатлил, перевернул все мое сознание.

    И для начала. Я не понимаю постов, где написано лишь то, что это антисоветский фильм, очернение советской власти, народа и прочее. О советской власти здесь в самую последнюю очередь. Этот фильм о людях, об их качествах и их поступках. И в течение полутора часов меня ни разу не посетила мысль, что «ну вот опять посягнули на советское прошлое наших родителей, бабушек и дедушек». У меня была только одна мысль — это люди. Страшнее смерти жестокость и насилие, а ещё страшнее — людское равнодушие. Самых разных людей. Будь то люди в форме, обычная женщина с хутора, шустренький парнишка или вечно пьяная, выжившая из ума старуха. Их образ жизни, социальное положение абсолютно не связаны, их связывает равнодушие к судьбе девочки. А на месте девочки могла быть самая обыкновенная девочка из самой обыкновенной семьи или вот даже дочь секретаря райкома партии. Потому что подобное может случиться с любым, вне зависимости от того, кем ты являешься и кто твои родители.
    Девочке захотелось поразвлечься с женихом подруги. Вот и поразвлекалась! А как все «красиво» начиналось: дискотека, красавчик-парень на крутой тачке, доченька секретаря райкома партии, поцелуи, спиртное. А закончилось тем, что девочка прикована к кровати в комнате, где скоро потекут трупы и единственное живое, не считая бабки, схватившей белочку за дверью в другой комнате, это рой мух. А нечего было ехать с незнакомым пьяным парнем неизвестно куда. Головой надо было думать. Таких девочек в машины садиться уууу сколько! И повезет тем, кто вернется живыми и здоровыми, и даже тем, кого сразу убьют, а не будут издеваться в столь извращенной форме. Потому что после такого лучше смерть. С таким грузом жить невозможно, невозможно поверить людям, все везде будет отголоском этого кошмара. И горе родителям той девочки. Самому ненавистному врагу не пожелаешь её участи! Очень наглядный пример, как делать не надо. Особенно для девочек, насмотревшихся голливудских сказок о любви и красивую жизнь. А вся жизнь она в этом кино.

    Профессор же столь умный и столь «справедливый» на деле оказался банальным трусом, зависящим от мнения общества. «Я же уважаемый профессор, что люди подумают, что в партии подумают». И когда он рьяно доказывал своему собутыльнику, что нет ни Бога, ни души, он был прав. Нет! В нем нет. В капитане, в полковнике нет. В том парне, в той женщине, в милиционерах нет ни капли души. Если бы было, то не было бы этого фильма. Насколько люди могут быть жестокими, безучастными, равнодушными, насколько могут быть лишены моральных ценностей, уважения, чести. Нет границ. И такие люди окружают нас повсюду. Это больные люди. Это моральные уроды, духовные инвалиды.

    Капитан — редкостный конченый ублюдок. Извращенец с отсутствующим взглядом, пугающим молчанием, мерзкой улыбкой. Это психически нездоровый человек. И удел его — психиатрическая лечебница, а не капитанские погоны. А что самое печальное, он не один такой у власти, таких отморозков не счесть за всю историю человечества. И можно преспокойно вершить беспредел — ранить и «списать на оказание сопротивления», убить и «оформить как побег». Приковать девушку наручниками к койке и сказать: «А я её люблю, она моя жена». Нагло заявиться к родителям, спокойно посмотрев им в глаза, полные горя и слез, и потребовать письма. Надругаться над трупом человека, на долю которого итак выпало немало страданий. А ведь это был школьник, ещё сопливый мальчишка, который и жизни-то не видел, и непонятно, за кого воевал и погиб в Афгане, пока люди у власти наводили свои «порядки».

    Не менее сильной сценой после «приезда жениха» (когда мне захотелось заорать вместе с этой девочкой и когда полились слезы) была сцена, когда женщина, убив капитана, выходит и закрывает за собой дверь, словно закрывая последнюю надежду для Анжелики быть спасенной. Можно, конечно, представить, что пережила эта женщина после того, как арестовали с приговором под смертную казнь её мужа, описали имущество и т. д. и сколько ненависти к той самой глупой девчонке, которой она в начале пыталась помочь! Если бы эта дурочка не села в машину, а отправилась домой, к родителям, дожидаться своего жениха из армии, ничего бы не произошло. Но как бы то ни было, сложившаяся ситуация нисколько не делает скидку женщине, и она такая же «убийца» этой девочки, как и подонок капитан.

    Этот фильм не имеет временных рамок и ограничений. Такая история могла случиться, как в 84-м году, как и 10 лет назад, так и сейчас. И это самый жизненный фильм, который я когда-либо видела. Отличный пример, как не надо делать, как может случиться в жизни и какими могут быть люди. И в тоже время, это самый отвратительный и страшный фильм, потому что отвратительна и страшна его правда. И после просмотра понимаешь, что все по-настоящему именно здесь, а не в лихом блокбастере и не в сопливой романтической комедии, где есть сюжетная линия, идея, где все враги получат по заслугам, и обязательно случиться хэппи-энд. Этот фильм заставит задуматься каждого, кого-то впечатлит как меня, а кому-то захочется помыться. Но точно не захочется его пересматривать. Не сейчас. Может быть, через какое-то время.

    «Груз 200» можно или любить, или ненавидеть, но равнодушным этот фильм не оставит никого.

    7 декабря 2008 | 01:38

    Сложный фильм, вызывающий неоднозначные чувства.

    При просмотре фильма можно найти каждому что-то свое, кто соседей-алкоголиков, кто — беспечную девчонку-жертву, а кто-то копнет поглубже, разглядев символические признаки падения Советского государства в показанных сценах. И, пожалуй, каждый будет прав, потому что все это в фильме найти можно. Равно как и многое другое, что я не перечислила.

    Действие фильма идет не спеша, но в то же время развивается по нарастающей, причем мне пришло в голову сравнение с пометками в нотных записях композитора Листа. На первой странице — играть быстро, на второй — быстрее, на третьей — очень быстро, на четвертой — еще быстрее, и тем не менее на пятой — быстро, как только возможно. Так и здесь. Накал событий нарастает, хотя само действие идет при этом довольно неторопливо. Через весь фильм проходит оттенок безнадежности, который на фоне безразличия окружающих усиливается, усиливается, и в финале достигает просто немыслимой величины. И финал остается, хоть и открытый, но совершенно не хочется додумывать его окончание, потому что безнадежность и отчаяние достигли просто пикового момента, за которыми — только пропасть безумия. Додумывать не хочется — а из головы тем не менее финал не уходит…

    Да, это была наша страна, и это все было в нашей стране. Обшарпанные сельские клубы, в которых тусила собравшаяся молодежь, находя средства и способы «клево оттянуться». Да, в туалетах было именно так, как изображено в фильме — там пили, пронося с собой мимо обязательного дружинника из ДНД спиртное, чаще всего самогон или портвейн, реже вино, а коньяк — это было не просто шикарно, это было по-царски. Милиция, дежурившая у клубов, ведь пьяные драки, несмотря на всю бдительность, случались довольно часто. Самогонные хозяйства, так и приманивающие местных алкоголиков, которые нюхом чуют, где можно разжиться. Хотя в фильме представлено не самогонное хозяйство, а то самое, что сейчас называют бодяжной водкой. Спирт с водой развести, залить в бутылку, закатать крышкой (к слову, именно тогда поступило рацпредложение экономить материал, обрезав у крышки язычок, за который эту крышку поддевали и откупоривали) — вот и бодяга готова на продажу.

    И именно сюда один из героев фильма привозит случайную подругу, подцепленную на дискотеке.

    А дальше идет сплошное «быстро и еще быстрее». Действия разворачиваются без той стремительности, которая показывается в западных боевиках, но с неотвратимостью, которая тяжелым грузом, тем самым грузом-двести, придавливает осознание происшедшего. Все действия происходят на виду, и больше того, глядя на приготовления к ним, осознавать их начинаешь до того, как они происходят. И отсюда остро, просто таки болезненно возникает ощущение сопротивления всему происходящему. Постоянно, в каждый момент действия, это сопротивление дает о себе знать ощущением-мыслью «если бы не…». Если бы девочка не поехала с незнакомым ей по сути парнем, если бы этот парень не струсил, увидев, как ее увозят, если бы безумная старуха-алкоголичка не была такой безумной, если бы профессор не побоялся дать показания, если бы не — эти возражения-сопротивления возникают на каждом новом моменте действия. И даже понимание того, что смотришь фильм, не убирает остроту всех этих моментов.

    А еще дальше действия принимают порой настолько шокирующий вид, что, даже видя приготовления к какому-то следующему моменту, даже понимая, что произойдет через минуту или две — разум просто отказывается все эти предпосылки интерпретировать, словно углубляя этим шок.

    Впрочем, не все в фильме настолько мрачно и безнадежно. Профессор, преподающий в Ленинградском университете научный атеизм, к концу фильма радикально меняет свои взгляды на жизнь и приходит креститься в церковь. Правда, предпосылок для такой резкой смены взглядов я не увидела в фильме, ни после первого просмотра, ни после второго и третьего. Ведь для самого профессора не произошло ничего сверхвыдающегося, он так, случайный гость, не больше.

    Можно еще отметить некоторое ощущение, пожалуй, гадливости, от заключительных кадров фильма. Вернее, не от самих кадров, а от их содержания.

    Фильм же снят и показан на отлично.

    10 из 10

    28 сентября 2010 | 09:54

    Ну что ж! Как обычно в случае с отечественным кинематографом вся критика и разговоры вокруг этого фильма создали атмосферу андерграунда и подогрели к нему интерес, а на деле я стал свидетелем как зажравшийся режиссер правит бал разбрызгивая куски говна по всему экрану и запихивая их в мозг зрителю.

    Неужто не стало Вам противно от этого? Неужто не стало Вам жалко денег за билет? Неужто после просмотра Вы сказали: «Да! Вечер прожит не зря!»

    Господин Балабанов не стал утруждать себя изысками и реверансами, а просто принес зрителю лопату с гавном и показав ее добавил: «Это Говно, если кто не понял!»

    Снимают же люди кино про плохую жизнь, но так что слезы текут ручьем и куча сочувствия и самых чистых и высоких чувств. За примерами даже далеко ходить не нужно — Жизнь прекрасна, Список Шиндлера. А здесь, меня просто весь фильм сжимало в комок и никакой жалости или печали или еще каких либо аналогичных чувств наличие которых не вызывает у меня рвоту.

    Чтож, за грубую игру футболистов удаляют или предупреждают, Балабанова за такую «игру» нужно как минимум отлучить от кинематографа, а как максимум расстрелять, даже если персонально для него потребуется вернуть высшую меру.

    Резюме — такому говну не поставлю и 1.

    20 июня 2007 | 10:14

    Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом. — Ф. Достоевский

    Страсти по Фёдору

    Нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, всё позволено — подвёл Иван Карамазов, и мысль сия запала в душу многим. Одни, как брат его Алёша, отвращались этой мыслью и категоричнейше не соглашались с нею, другие, как Митя, запомнили её, но так, как запоминают в горячечном бреду, когда лица и явления врезаются в память без спроса её хозяина. Были и такие, которые, как Фёдор Павлович, насмешливо добавили странное суждение в свою коллекцию человеческой глупости и нелепых выдумок. Но иные, как сам по себе, сиротою выросший Павел Смердяков, отнеслись к этому продукту разума с совершеннейшим вниманием и серьёзностью, приняв его не только к сведению, но и на вооружение. Эх, не знал Иван, не ведал многознающий мыслитель, что мысли и идеи, как и всё на свете, тоже отбрасывают тень. И тени эти, подобно той, какую Иван принял за чёрта, стремятся к самостоятельному существованию и, почуяв угасание света, начинают свой гнусный хоровод… Слишком поздно понял Иван, осознал со стеклянной ясностью и ледяным ужасом, что тень его многозначительной мысли, каковая вчера ещё была для него всего лишь игрой ума и занятной абстракцией, вдруг обрела плоть и кровь и, не став живой, начала сеять смерть…

    Страсти по Алексею

    А знаете, Алексей, что моральные нормы регулируются материальными экономическими отношениями? такие проявления морали, как чувство долга, совесть, сложились у людей в первобытном обществе задолго до появления христианства: полуинстинктивные переживания, связанные с необходимостью соблюдения табу… — просвещал наивного провинциального арендатора его случайный знакомый, оказавшийся заведующим кафедрой научного атеизма Ленинградского университета. Учёный атеист не рассчитывал на серьёзный спор, да и разговор происходил при изрядных возлияниях. Но во время странного ночного разговора за окном отчётливой тенью маячил человек, сознание которого и впрямь полностью определялось его бытием. Сын насильника, овладевшего его попавшейся под руку вечно пьяной матерью, не наученный ни любить, ни ненавидеть, не имевший в душе ничего, хоть сколько-нибудь напоминающего простые человеческие чувства, не знающий иного способа обращения с людьми, кроме насилия, он всё же был не только капитаном местного отдела милиции, но и человеком. Человеком, для которого жажда тепла, ласки, близости себе подобных есть естественная потребность. Откуда ему было знать, что за понравившейся ему девушкой нужно ухаживать, говорить с нею, оказывать ей внимание, — ведь его никто никогда этому не учил, а брать пример было не с кого, он вырос в среде таких же, как он сам, где царили насилие, грубая похоть и неосознанная жестокость. Он встретил девушку, ему захотелось взять её, и он взял… но, будучи импотентом и не умея даже изнасиловать, всё, что он смог сделать — это заключить её в рабство. И в рабстве этом по-своему даже ублажать не любящую его жену, как он её называл. Она мечтала, чтобы к ней приехал её жених, воюющий в Афганистане, — пожалуйста! Жених приехал — в цинковом гробу, для сохранности, и вот он уже лежит рядышком со своей возлюбленной, в полном парадном обмундировании и при орденах. Она томилась неутолённым желанием — он привёз ей задержанного забулдыгу, предусмотрительно оформив его побег, и сосредоточенно смотрел, как тот удовлетворяет вожделение его затворницы. В чём вы можете обвинить капитана Журова? в полном отсутствии морали? Но разве это его вина? Он не был ни маньяком, ни серийным убийцей, хотя и убивал хладнокровно. В сущности, он был просто глубоко несчастным человеком. Как и все мы, он стремился к простым человеческим радостям и шёл к ним теми путями, какие были ему известны. А зияющая пустота на месте нравственного чувства советского милиционера 1980-х — разве только его личная проблема?

    Зеркало треснуло

    Волна возмущения поднялась в русском обществе после выхода одиннадцатого фильма Алексея Балабанова «Груз 200». В чём только не обвиняли своевольного режиссёра — и в чернухе, и в дешёвой идеологической пропаганде, и в том, что он не считается со вкусами и желаниями зрителей. Редко когда художественное произведение настолько поляризует общественное мнение и вызывает примерно равное число отзывов уверенно положительных и резко отрицательных. И этот факт сам по себе свидетельствует, что Балабанов задел какую-то очень важную струнку русской души, вытащил на поверхность для всеобщего обозрения нечто такое, что долго и тщательно хоронилось в глубоком подсознании бывших советских людей. Известно ведь, что люди обычно боятся правды — особенно правды последней и беспримесной, не оставляющей уже никакой возможности и дальше жить, закрывая глаза на те многочисленные слабости и попущения, из которых и вырастает зло. И для того чтобы понять, какой правды коснулся Балабанов в своём «Грузе», далеко ходить не надо. Это правда о гниении нашей общей национальной души, в котором совесть и нравственность разлагаются первыми, истончаясь до плоских подобий — тех теней, которые не желают умирать вместе с их хозяевами и, почуяв долгожданную свободу, устраивают свой собственный бал. В размножении таких теней со времени действия балабановского фильма мы продвинулись далеко, с успехом и западной гуманитарной помощью разрушая последние бастионы сплачивающего нас нравственного чувства.

    Русский визионер

    Алексей Октябринович Балабанов, возможно, и не признаётся в этом, но он очень чувствительный человек. И это чувствительность особого рода — не такая, когда долго переживают из-за каждого пустяка или пускаются в ненужные сантименты по поводу и без, но когда человек очень хорошо ощущает душу другого человека, видит её до глубины неким внутренним зрением и способен сопереживать самым странным её проявлениям. Такому человеку должны быть интересны все особенные люди — и чем больше они отличаются от окружающих, тем интереснее. Собственно говоря, о таких-то людях Балабанов всегда и снимает своё кино. Будучи чужд арт-хауса и какого бы то ни было эстетизма, не стремясь наполнять свои картины символами и потайными смыслами, не желая эпатировать зрителя, он просто показывает скрытую обычно от человеческих глаз изнанку души тех идиотов, которыми всегда была богата земля русская. Можно ли упрекать честного творца в том, что увиденные и почувствованные им идиоты часто, очень часто предстают не уродами даже, но чудовищами? Не то же ли это самое, что пенять на зеркало? А ведь возможность, какую предоставляет нам русский человек и визионер Алексей Балабанов, поистине уникальна. Тем смельчакам, что не боятся правды и стремятся к ней, увиденное Балабановым может быть весьма и весьма полезно. Только вот смельчаков таких в нынешней России до обидного мало.

    10 из 10

    19 декабря 2012 | 23:12

    О фильме ранее ничего не слышал. Если бы слышал — не смотрел бы. Увидел вчера совершенно случайно, решил разыскать в Инете, скачать и раздавать всем знакомым, ханжески ностальгирующим по Союзу. К сожалению, в большей степени подобной тоски хватает и в отзывах. Именно поэтому считаю, что фильм не просто поучающий, но и необходимый для правильного воспитания последующих поколений, без излишних «соплей» и надуманного романтизма о молочных реках с колбасными берегами.

    Историю бывшей «нерушимой» под дулами автоматов страны СССР надо знать и с этой, тщательно скрываемой стороны, чтобы впредь не «вступить» в те же… грабли. Особенно эта идея полезна в нынешнее время, когда имперски настроенные царьки с наполеоновскими комплексами, прикрываясь благими намерениями, пытаются снова повести людей в ад. Если цель А. Балабанова заключалась хотя бы немного в напоминании об этом — он настоящий Человек! Честь ему и хвала за мужество и настоящий Патриотизм!

    Несмотря на некоторую экстравагантность, а иначе, видимо, отрезвление в это смутное время не придет, фильм заслуживает самой ВЫСОКОЙ оценки!

    7 марта 2010 | 00:14

    С трепетом ждала просмотра этого фильма, была просто уверенна что не понравится, так как отзывы разделились на белое и черное, полное отсутствие других тонов заранее ввергало в ужас. Просмотр фильма вызвал очень много мыслей.

    Мысль первая. Не настолько все отвратительно показано, да конечно моменты с бутылкой и мухами отвратительны, но не настолько что бы получить свой обед (завтрак, ужин) обратно. Или это просто я такая нечувствительная… События происходящие в фильме тоже отвратительны и бесчеловечны, но опять же ни на столько что бы не спать ночами. Мы все это уже где-то видели: беспредел милиции показан чуть ли ни в каждом сериале идущим по НТВ, разрушение идеалов Советского Союза мы тоже видели и ни раз, развалинами и провинцией тем более никого не удивишь, сейчас про это каждый второй фильм, то что все молчат и ни черта не делают, тоже знакомо, например самый страшный фильм про равнодушие — «Ожесточенная», странные отношения главного героя к жертве, только лишь я заметила в нем мотивы «Коллекционера», правда это не по английски чопорно, а по русски с бутылками и бомжами. Что же советский Калибан любит как может, а жертва сопротивляется на столько, на сколько хватает фантази и ума. Так что ничего из ряда вон выходящего, никакого откровения. Я не хочу сказать что фильм слизан с других кинотворений, нет, он достаточно самобытен и имеет место быть, что бы не говорили противники, просто все шокирующие линии и элементы совершенно не новы. Мне показалось что фильм вообще не призван шокировать, он рассказывает, прямо, в лицо, с матом, в красках. Он просто рассказывает, то что происходило в созданном государстве где как бы все равны, и то, что происходит сейчас. Душой фильма можно назвать героя Серебрякова, в манере этого героя режиссер рассказывает о всех ужасах, о которых принято молчать, порой скандируя и пытаясь что-то поменять.

    Мысль вторая. О чем же фильм. Тут две линии, первая — это сломанные идеалы. Мы же так шли к благополучному обществу, без мракобесия, секса и насилия, а пришли к войне, гробам, маньякам (которые оказывается есть не только на Западе) и полному равнодушию друг к другу. А где же братство, где же равенство и где черт возьми свобода. Я считаю что фильм несет в себе сильнейший посыл, о том что Города Солнца не было и нет, а будет ли, этот вопрос остается открытым. Вероятно именно тот факт, что режиссер не дает даже мало мальской надежды на светлое будущее, вызывает негативное отношение к фильму. Полный крах, всего и сразу. И вторая тоненькая линия — чувства больного человека, маньяка и извращенца, он все ставит с ног на голову, он не понимает что такое любовь, но что-то чувствует. Хотя употреблять такое слово как любовь к подобному фильму сложно и порой смешно, но из песни слов не выбросишь.

    Мысль третья. Я думаю если бы фильм был снят немного по чище, например без злополучной бутылки, без грязных бомжей и даже пусть со сценами насилия, но это было бы ни так натуралистично, то он бы собрал меньше камней в свой адрес. Фильм наполнен натурализмом, это его особая черта, без которой, вероятно фильм прошел ни так заметно и посмотрело и осудило бы его меньшее количество человек. Ну или все бы сочувствовали девушке или даже обсуждали нежные чувства главного героя, который безусловно влюблен. Но таков уж почерк и прием автора. Это как «120 дней Содома», если бы не было фекалий, всех бы тошнило меньше, но это бы было уже совсем другое кино и о другом.

    Я ни в коем случае не являюсь сторонницей экскрементов и кишок на экране, в некоторых фильмах это кажется совершенно неуместным, с замыслом что бы все зрители попадали в обморок. Сказать перегнул или нет Балабанов не могу, для меня все прошло органично. Если понимать фильм не извращенно и стараться что-то менять в лучшую сторону (ни такой ли должна быть реакция после просмотра фильма), тогда он имеет место быть, остальным просто необходимо вычеркнуть его из своей памяти и списка фильмов на просмотр.

    7 из 10

    27 сентября 2011 | 17:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 162 руб.
    подробнее

    Новости


    С 2 по 9 июня в Сочи пройдет 24-й открытый кинофестиваль «Кинотавр». За главный приз будут бороться 12 фильмов, среди которых уже участвовавшие в европейских смотрах «В ожидании моря», «Разносчик», «Небесные жены луговых мари», «Майор» и «Отдать концы», а также совсем свежие и никем не виденные картины, например «Интимные места», «Жажда» и «Диалоги». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Соня Карпунина пригласила меня на пробы своего дебютного фильма «Все просто», я прочитала сценарий и поняла, что это прекрасная комедийная роль. Я до этого момента в комедии не снималась, поэтому сразу согласилась. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Недавно мы знакомили вас с молодыми российскими актрисами. Тем не менее в 2013-м грядет немало фильмов, в которых задействованы и подающие надежды актеры. Среди таких проектов «Метро» Антона Мегердичева и «Восьмерка» Алексея Учителя. КиноПоиск представляет вам тех молодых отечественных звезд в возрасте от 20 до 28 лет, которых нужно запомнить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Список из 100 фильмов, опубликованный минкультом, вызвал бурную полемику: стоит ли детям смотреть именно это кино и если да, то в каком контексте? Почему нет фильмов после 1994 года? Каких фильмов не хватает? Поделитесь своим мнением. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    35.Остров проклятыхShutter Island8.489
    36.ПробуждениеAwakenings8.487
    37.ХористыLes Choristes8.482
    38.Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужиныPirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl8.481
    39.Темный рыцарьThe Dark Knight8.477
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.94.99%
    12.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse94.97%
    13.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.96%
    14.ИнферноInferno94.80%
    15.Кредо убийцыAssassin's Creed94.59%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road130
    СлендерAlways Watching: A Marble Hornets Story10
    Особо опаснаBarely Lethal5
    Земля будущегоTomorrowland31
    Век АдалинThe Age of Adaline5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.506
    Земля будущегоTomorrowland6.526
    Однажды6.791
    Век АдалинThe Age of Adaline7.619
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.669
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры