всё о любом фильме:

Груз 200

год
страна
слоган«Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова»
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов, Максим Уханов
операторАлександр Симонов, Заур Болотаев
композитор-
художникПавел Пархоменко, Надежда Васильева
монтажТатьяна Кузьмичева
жанр триллер, драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  20.4 тыс.,    Италия  2.2 тыс.,    Нидерланды  1.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время90 мин. / 01:30
СССР. 1984 год. Финал советской эпохи. Провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет. Виновные не обнаружены. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство. Виновный — хозяин дома. Оба расследования поручены капитану милиции Журову…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
15 + 4 = 19
6.6
в России
80%
4 + 1 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Главные роли писались специально под Евгения Миронова и Сергея Маковецкого. Оба актера отказались после прочтения сценария. Сергей Маковецкий посоветовал режиссеру картины Алексею Балабанову вообще отказаться от съемок этого фильма.
    • От съёмок в фильме отказался Кирилл Пирогов.
    • В конце фильма и в титрах звучит песня «Время есть, а денег нет» группы «Кино». Причём, в кадре группа (изображаемая актёрами) показана выступающей на сцене, но за кадром звучит студийная версия песни 1982 года.
    • Съёмки картины проходили в окрестностях Выборга и в Череповце. Кроме того, часть материала пришлось отснять в студийных павильонах Санкт-Петербурга.
    • Двумя основными песнями, несколько раз звучащими в фильме, являются Ариэль (ВИА) — В краю магнолий и Юрий Лоза — Плот.
    • Сюжету «Груза 200» больше десяти лет. Алексей Балабанов поделился им с продюсером картины Сергеем Сельяновым еще при знакомстве на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
    • «Груз 200» отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях.
    • Фильм официально не рекомендован к показу на российских телеканалах.
    • «Груз 200» стал первым российским фильмом, выпущенным не только на пленке, но и на цифровых носителях для кинотеатров, отличающихся более высоким качеством изображения.
    • Одна из лучших книг на тему тоталитарного режима была написана Джорджем Оруэллом и называется «1984». Именно в 1984 г. происходит действие картины Балабанова.
    • еще 7 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 0.5/10
    Великое дело — контекст. Многое становится ясно, когда какой-то фильм оказывается в ближайшем соседстве с другими лентами. «Гражданин Кейн», конечно, недостижимая вершина! Но вот «Гражданин Икс» вполне годится для сравнения с иной историей про советского маньяка, только выдуманного в воспалённом мозгу сценариста и режиссёра Алексея Балабанова — в отличие от реального серийного убийцы Андрея Чикатило. Однако и сопоставление, например, с исторической экзистенциальной притчей «Грузинская хроника XIX века» тоже было бы небесполезно, чтобы показать наивность и даже примитивность антитоталитарных намёков автора «Груза 200», который вместо прямого, смелого и честного осуждения ныне существующего режима опускается до постыдных некрофильских манипуляций с трупом прежнего СССР. Но фактически он льёт воду на мельницу тех, кто в результате думских выборов в декабре 2007 года и избрания президента в марте 2008-го хотел бы опять придти к власти на волне «антикоммунистической истерии», как это уже сделал Борис Ельцин в 1996 году. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4596 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    И много было сказано слов. Слов громких, эмоциональных, справедливых и не очень. И осанна была пропета, и анафема провозглашена. За летом проходило лето, за зимою шла зима. И все бы оно ладно, и все бы трын-трава, если бы не тот историко-политический уклон жарких обсуждений, если бы не официальная «нерекомендация» к показу на тв, если бы не слишком предметная трактовка образов, метафор, аллюзий, если бы не бессовестные слова о конъюнктуре, о «неискусстве», если бы не лицемерные «Когда-то, может быть, режиссер и снимал неплохие фильмы», если бы не та ложь и грязь, которая лилась, может быть, на один из главных фильмов постсоветской России и одного из самых честных художников за всю историю русского кинематографа. Гениальный музыкант и знаток всея искусства, чья композиция звучит в фильме, ставит на нем клеймо «Не годно. Не кино. Утилизировать», великий кинокритик, автор многотомных изданий с высоты своего полета называет пустым местом, иронично переделывая название в «Груз 0», глубокий совестливый рецензент КиноПоиска пишет, что Балабанов при создании своего кино «воровато оглядывается и просит высочайшего соизволения современных властителей дум» (нонсенс!). Нарочно не придумаешь.

    Маньяк, олицетворяющий советскую власть, издевается над страной, ее народом и будущим. Страна эта беспомощная, глупая девица. Народ, обыватель, пьет спирт из литровой банки и пялится в телевизор, с экрана которого на него вываливаются тонны фальшивой благодати, но он этой фальши не чувствует. Он получеловек, безразличный ко всему кроме своих нескольких квадратных метров, на которых умещается стол, стул, телевизор. Полуразвалившиеся здания церквей превращены в дегенераклубы, в которых танцуют танцы под песни про космос. В университетах заседают доктора научного атеизма. Государство посылает своих сыновей на чудо-трансформацию: самолет уносит молодых, красивых, сильных — обратно привозит человека в футляре, цинковом, не человека даже — тело. Похоронить своих герое страна не может. Во внутренних органах полный бардак. Оборотни в погонах свирепствуют. Какие-то понятия, по которым еще как-то можно жить, но из-за которых жить нельзя, остались лишь у какого-то барыги спиртом. Государство, система, общество, человека — все гниет изнутри и сливается в общую гнойную кучу. Так? Что же, прочтение тоже. Вполне имеет право на жизнь. Тем паче, что в фильме для такой его интерпретации все есть. Собственно, можно на этом остановиться, спроецировать это на свою жизнь, свое прошлое, вспомнить, что нет, «меня так не насиловали, и вообще я такого не видел, а жил в рае на земле» — и оскорбиться за родину, прошлое, Советский союз, возненавидеть фильм, режиссера, обозвать все тотальной ложью, грязью, подлостью. Многие так и сделали — обиделись за свое прошлое, увидев в фильме поклеп на него. Но прежде, чем это сделать, не стоило ли подумать хотя бы о следующем.

    Подумать, например, о том, что больше всего обижает обычно правда, которую не хочется признавать. Подумать о природе художественного произведения, содержание которого невозможно исчерпать и нельзя прибить гвоздями к какой-то одной трактовке. Как же способность искусства расширять границы значений, смысла? А как же понятие о художественной условности, не позволяющей воспринимать произведение буквально? Подумать, так ли необходимо зацикливаться на отношении к советскому прошлому и достоверности показанного, мучиться вопросом, а могло ли нечто подобное действительно произойти (А разве нет? И сейчас не может?). Или посмотреть на историю более узко, буквально, без всех этих аллегорий? Или шире, как на диагноз не только изображаемой эпохи, но и современности с предостережением на будущее? Или еще шире — как на образное воплощение отношений государства и человека, человека и человека в принципе?

    Все равно анафема? А если посмотреть, как филигранно фильм выполнен? Как точно он рассчитан, с каким хладнокровием мастера кино и старательно завуалированной, но все-таки проступающей болью художника сделан. Каждый эпизод — почти как самостоятельный фильм. Не зря люди писали, что сцена проезда на мотоцикле под «Мой плот» стоит всей «Маленькой Веры», а эпизод на аэродроме — десяти «Девятых рот». А нарочито схематичные, функциональные персонажи, как будто неумело, искусственно сыгранные актерами — неумение режиссера и бесталанность самих актеров? Нет же, прием остранения, создание той необходимой дистанции между происходящим на экране и тобой, зритель! Забота о тебе. Чтобы реальность фильма грузом-200 не вывалилась на тебя с экрана, чтобы оставался зазор. А жанровое многообразие? Хочешь — фильм ужасов, хочешь — социальная драма, хочешь — черная, пусть слишком черная и специфическая, но комедия. А «великие критики» еще говорят, что у Балабанова с чувством юмора проблемы! Да вы посмотрите на этот кричащий контраст видеоряда и музыкального сопровождения, вдруг так удивительно органично соединяющихся в каждой сцене и всем фильме! Без чувства юмора это сделать было бы невозможно. Да и упомянутая выше однозначность персонажей — чисто комедийный прием, профессор атеизма так и вообще почти чеховский товарищ.

    Не нравится? Ну что ж, не купюра 5000р, чтобы всем нравиться. Тем более, что фильм тяжелый, встряхивающий, содержащий сцены насилия, и психологического куда более, чем физического. А себя ведь надо щадить, оберегать от потрясений. Котяток в контактике постить, книжки пролюбовные читать. Это само собой. Но обвинять Балабанова во лжи, конъюнктурщине, халтуре и пустоте?! Да, он может быть расчетливым, принципиальным, жестким, жестоким, непонятным, но лживым служкой?! Ну посмотрите вы Балабанова, почитайте, послушайте, узнайте о нем хоть что-нибудь, познакомьтесь с его словами об этом фильме, о других фильмах, о жизни и кино вообще! И раскайтесь же в своих словах! Впрочем, вряд ли тому, к кому обращен этот призыв, это нужно. «Подумаешь, Балабанов! Чернушник, конъюнктурщик».

    «Мы все давно должны были снять такой фильм. Но только Алексею Балабанову хватило на это смелости и таланта» (Андрей Смирнов, советский актер, режиссер фильмов «Белорусский вокзал», «Осень», «Начало неведомого века»)

    «В фильме «Жара» есть точнейший образ современного русского социума: сытенькая московская телочка из солярия, у которой в ушке вместо клипсы — советский орден. Балабанов делает то, что другие по малодушию не могли, и то, что просто необходимо сейчас сделать, — загоняет этой телочке в сердце осиновый кол» (Роман Волобуев, журналист, кинокритик, сценарист, режиссер)

    29 апреля 2016 | 02:42

    Вот уже второй день не могу отделать от неприятного осадка после фильма. И дело тут не только в сценах с маньяком. В фильме все нацелено на психологическое давление: отсутствие главного положительного героя, да и в принципе отсутствие положительных героев, мрачное небо, урбанистические пейзажи, обшарпанный быт.

    В угоду психологическому давлению принесена реальность сюжетной линии. Так, например: Невозможно провести следственные действия, осудить и исполнить приговор в течение нескольких недель, но Балабанов нарочито в кадре расстреливает одного из героев фильма. Я не верю, в возможность существования полностью коррумпированное отделение милиции в Ленинградской области, СССР (Представте себе какой бы трэш снял Балабанов по мотивам событий в станице Кущёвская, но благо заказа пока не поступало). И таких не увязок масса.

    Не знаю, что хотел донести Балабанов. По моим ощущением это предвыборный черный PR, прививка против ностальгии по СССР. Мне не нравятся самобичевание, разговоры о том какие мы были плохи. Если уж так, предположу, Балабанов стремится к демократическим ценностям так пусть берет пример с американцев которые не копаются в своей истории с целью за чтобы себя покорить, более того они сглаживают формулировки своих черных пятин (отрицают геноцид индейцев…).

    Показателен тот факт, что обычно рейтинг фильмов «КиноПоиска» превышает значения рейтинга IMDb, по этому фильму ситуация диаметрально противоположная на сегодня разница в целый бал. Это означает что иностранцы, не знавшие реалий СССР в большей степени поверили этому фильму. И что прискорбно в очередной раз укрепили негатив по отношению к России как приемнику СССР.

    4 из 10

    20 января 2012 | 12:42

    Г. Балабанов бесспорно имеет талант от Бога. Может быть, найдутся те, кому упоминание этого деятеля искусства и Бога в одной связке покажется кощунственным, и я их в определенной степени пойму, но тем не менее убежден, что этот режиссер обладает и талантом, и стремлением к совершенству. Совершенству в своем, Балабановском понимании.

    Можно сколь угодно долго рассуждать и возмущаться тем, что заявленный сюжет обставлен и оформлен специально как будничная и привычная картина жизни умирающего и разлагающегося СССР. Что, мол, это не просто история из жизни отдельно взятых людей, отдельно взятого города, отдельно взятой области нашей большой Родины. Мол, режиссер — подлец умышленно все обставил так ловко, что зритель буквально кожей чувствует: «Вот он треклятый тоталитаризм! Вот эта поголовная апатия и безразличие к жизни несправедливо угнетаемых. Вот такие безобразия и бесчинства наверняка происходили по всему союзу, и каждый второй, ну или третий, ну хорошо каждый десятый мент в СССР — такой же больной наголову поддонок!» Что на это можно сказать?.. . Да! Да, автор картины преследовал и эту цель тоже. Он не двусмысленно на примере этой захолустной истории показал весь Советский Союз, так как он его видит. Тут и постер с бесхитростной, но конкретной наколкой «СССР» и год 1984, что есть отсылка к произведению Оруэлла, да и вообще подача с которой нам демонстрируют эту историю про город с выразительным названием Ленинск. В интервью Балабанов прямо сказал, что он лично знал девушку, которую какой-то реальный советский мент изнасиловал бутылкой, и что его самого когда-то избивали в отделении милиции. Не сомневаюсь в правдивости слов уважаемого режиссера, верю, что у кино были реальные прототипы.

    Но на свете вообще полно уродов, сволочей, психически больных товарищей, многие из которых об этом не ведают и буйствуют других граждан обижая. На свете! А не только в отдельно взятой стране. И их по планете нашей Господь Бог более или менее расселил по-божески равномерно. Это очевидно. Балабанов же своим «Грузом200» показывает, что несвободные, милитаризированные, тоталитарные режимы как Советский Союз способствуют увеличению концентрацию подонков на 1кВ м, способствуя молчаливой покорности перед лицом опасности расправы со стороны властьимущих преступников, оставляя самосуд единственной возможностью установления хоть какой-то справедливости. Схема простая безнаказанность порождает новые преступления. Ну, что разве это не так? Так, но не совсем.

    Зрительская реакция. Картина никого не оставила равнодушным. Все или почти все просмотревшие одиннадцатый фильм Алексея Балабанов говорили об удушающем, мощнейшем, мерзотном впечатлении, которое просто заволакивает зрителя и еще долго не отпускает. При этом часть аудитории перенесла это резко отрицательное впечатление от событий происходящих в фильме и в целом на фильм, и на режиссера, понося его, не особо выбирая выражений, а часть этого не сделала, а наоборот восхваляла автором картины, не скупясь на комплименты, говоря о прекрасной работе оператора, удивительной игре актеров, о чуткости натуры художника Балабанова, особенно проявившейся в эпической сцене, когда доблестный служитель правопорядка везет свою пленницу на мотоцикле под песню Лозы, на удручающем фоне советской пром. зоны.

    Почему же так произошло? И вот это как раз самое интересное. Обобщим — кино о чернушной, поганой, отвратительной жизни. И у нормального человека происходящее на экране кроме как острого негативного отношения вызывать не может. Но часть просмотревших «Груз200» говорят: «Черт возьми! Но ведь это же правда! Вы что хотите закрывать глаза на наше советское преступное, страшное прошлое!? Этого делать нельзя! И Алексей Балабанов как раз таки творит ради этой святой цели, что бы мы не забывали и не повторяли ошибок прошлого!» — Вполне разумная аргументация. Другая часть зрителей наоборот, убеждает в обратном, по простой схеме — «Так не было в моем дворе, так не было и в остальных дворах моей Родины» — Эмоционально я их понимаю, но эта логика не может претендовать на объективность.

    А что объективно? Что есть правда? Опять-таки вечные вопросы, универсального ответа на который никто никогда не даст. Поэтому тут каждая часть аудитории по-своему права и не права в тоже время. Рассуждать о том насколько плохо жилось в СССР можно бесконечно долго. И лично я не хотел прожить всю жизнь в Советской России, но у каждой эпохи свои перегибы, и теперь случается немало страшных и несправедливых ситуаций которых в СССР, просто не могло быть. Это тоже правда.

    Но какие бы ни были времена, и какой бы ни был режим, очевидно, что упиваться мерзостью, пусть и суперталантливо снятой абсурдно и не вполне нормально. Любой психолог скажет, что увлечение ужастиками это уже звоночек. Фильм Балабанова не ужастик, это — концентрированное мортидо. Называть «Груз200» великим фильмом немыслимо, вредно, противоестественно, ибо ну, не может фильм вызывать слез умиления за кадры как больной на голову мент-импотент изнасиловав молодую девушку бутылкой, привезя ее к себе домой, и, приковав ее к кровати читает ей письма возлюбленного, труп которого (порядком уже разложившийся) лежит рядышком с ней, а на другой стороне кровати примостился уголовник, который периодически насилует эту барышню.

    Можно не любить и даже ненавидеть СССР, и при этом фильм «Груз 200» к достойным художественным произведениям не относить. Не относить его к символом эпохи. Не надо попадаться в ловушку выбора от месье Балабанова — мол выбирай: или ты против тирании, а значит за фильм «Груз200» или же коль фильм не по душе, то ты пособник преступного режима. Нет. Нет такой дилеммы! Я не люблю советский строй, но «Груз200» к произведениям искусства не отношу.

    Осадок. Но, дьявол, как известно в деталях. Самая-самая суть Груза Балабанова не в том правдива или не правдива его картина, это все вторично. Суть в степенях, суть в том накале, в той сатанинской гениальности или заоблачной мерзости, называйте, как хотите, которой он достиг этим фильмом. Суть в высоте полета, ну ли в глубине падения, опять же, как кому нравится. Он как следователь годами идущий по следам маньяка, проникшийся логикой и духом преступника, пытаясь прочувствовать и разобраться в мотивах душевнобольного человека, то есть понять то, что пониманию не поддается. Так и господин Балабанов прикрываясь ширмой борьбы за правду, ширмой порицания страшного, тоталитарного СССР реализует свои деструктивные инстинкты агрессии, свои врожденные (которые есть во всех нас смертных) саморазрушительные влечения, раскрывает своего маньяка. Ах, да! Раскрывает на высочайшем уровне. Признаю, но не принимаю.

    25 июня 2011 | 09:19

    Я очень много читал, неоднозначно насыщенных эмоциями, мнений и рецензий на сей кинофильм перед просмотром и понял одно, что сколько людей столько и мнений, но посмотреть я обязан в любом случае, хотя многие, очень настойчиво призывают не смотреть одиннадцатый фильм режиссёра Алексея Балабанова. После просмотра, я назову «Это» — одним из лучших творений современного российского кинопроизводства! Да да вы не очитались, просто такой гениальной передаче атмосферы фильма, многие наши псевдофильмы позавидуют. Я не жил в ту эпоху, но поверьте много наслышан от людей живших в то время и ностальгического, и мерзкого.

    «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?!»

    Искать смысл в фильме бессмысленно, его там нет, но проблем затронутых того и сегодняшнего времени предостаточно. «Груз 200» — это некое отражение идей Фридриха Ницше, о том что бог умер, а раз его нет, мы можем творить всё, что захотим, и вся это идея философа наложена на характеры героев, которые являются собирательными образами. Всё это подано Балабановым в гипер-насыщенном критическом натурализме из-за чего это фильм либо считают шедевром, либо творением бального психически режиссёра, либо политической пропагандой.

    «Когда мёртвые, живее живых»

    Главные злодей здесь не маньяк в погонах, я думаю это Профессор научного атеизма, чей образ тонко отражает один из слоёв общества — людей равнодушных, а это и есть самое настоящие зло.

    Родина мать здесь заключена, в трёх образах, в трёх героинях. Анжелика — это то, что происходило со страной в годы революции и отчасти в годы «сталинизма». Антонина — образ типичной сильной советской женщины натерпевшийся, смерившейся. Мать Журова — то, что уже происходит со страной и происходит и сейчас к сожалению…

    Главную роль в фильме играет культовая музыка тех времён, отображающую некую иронию на фоне сюжета, действуя гипнотически и завораживающе, что может довести зрителя до абсурдности в осознании происходящего.

    На мой взгляд остаться равнодушным к фильму нельзя, это неэтично и безнравственно, можно говорить, что это самое худшее или самое лучшее, что произошло в современном российском кино, но только не оставаться равнодушными…

    «Груз 200» — одиннадцатый фильм режиссёра Алексея Балабанова, о предчувствие неминуемой катастрофы в стране «без бога», а что происходит с душой такой страны?! Она гниёт…

    8 марта 2013 | 23:47

    Впервые мне довелось ознакомиться с этой лентой в виде краткого пересказа одной своей знакомой, после которого долго оставалось ощущение гадливости. Но во время просмотра убедился, что фильм Балабанова не так прост и буквален, как мог показаться. Балабанов хитроумно использовал, так называемое, «двойное дно», подогнав его под лекала коммерческого верняка, но повествуя совсем не о том (или не совсем о том), что было в кадре.

    В фабульном пересказе «Груз 200» повествует о капитане МВД Журове, похитившем дочь генсека райкома партии и изощрённо над ней издевавшемся: от лишения невинности с помощью горлышка пивной бутылки с последующим приковыванием наручниками к изголовью кровати до итоговой встречи потерпевшей с женихом-афганцем, доставленным в виде трупа (по прихоти Журова) роковым рейсом «Груз 200» на то же «брачное ложе». Сюжет, будто бы извлечённый из недр извращённого подсознания «вышедшего в тираж» автора, любым путём пытавшегося привлечь к себе внимание. Ан нет! Судя по титрам, история взята из реально произошедшего в бытность Советского Союза уголовного дела, которое по понятным причинам умалчивалось — ведь в мифическом, умозрительном городе Солнца, о котором грезит один из героев, всё чинно и мирно, будто бы плот, что «всем своим бедам назло вроде не так уж плох». Об этом городе Солнца, с его тотальной бездуховностью, ложными идеалами, вспышками псевдокультуры под воздействием «бодрила», полуподвальными дискотеками с хитами «Землян» и «Кино», загаженными подъездами и обшарпанными лестницами, батареями бутылок с нелегальным спиртом в предбаннике и повествует картина. Потребовалась почти четверть века, чтобы на предельно доступном уровне, с налётом сенсационности и художественной провокации внятно и жёстко рассказать о финале той «прекрасной эпохи», которую её потерянное поколение возвело в ранг аксиомы и абсолюта.

    Балабанов отнюдь не сожалеет о минувшем. В 1984-м, когда происходит действие, ему аккурат было 25 — возраст, когда юношеский максимализм уступает место трезвому анализу существования и меркнет перед расчётливостью и цинизмом общества. Самая пора призадуматься, в самом ли деле жизнь течёт «в краю магнолий»? О нет, достаточно быть приверженцем «Аквариума» или «Кино», поющих «странные тексты», чтобы осознать это. Оказывается, и салями кормят лишь избранных, ну, на худой конец, профессоров-атеистов; и боженька на свете есть, а не декоративные голубые купола, застенчиво выглядывающие из-за провинциальных хрущёвских четырёхэтажек; и секс тоже есть — вона вьетнамки от русских мужиков рожали, чтобы остаться в Союзе, а их соплеменники батрачили у хозяйственных зэков и обзывались Суньками (поставьте дефис где надо). Но, главное-то, раз в месяц прилетает некий «Груз 200», а там солдатики в цинковых гробах лежат. А дело-то до них лишь матерям да исполнительным военкомам. Другим жителям города Солнца не нужны чужие несчастья, у всех всё хорошо.

    Об этом фильм Балабанова. Никак не об изнасилованной бутылкой девственнице или трясущемся за своё положение профессоре научного атеизма Козакове Артёме Николаиче, так и не попавшего в назначенный час к матери, проживающей в не в меру электрифицированном Ленинске. Или не совсем об этом. Герои Балабанова — люди из толпы, каких не приметишь, а приметишь, так не поймёшь: будь ты дочкой партийного бонзы, едущей на мотоциклете мента-импотента или гражданской женой бывшего зэка, везущей в чемодане под меланхолический «Плот» Ю. Лозы ружьё дабы, расстрелять и веру в город Солнца, и доблестную милицию в лице морального урода Журова. А чернявый юнец майку «СССР», небрежно прикрытую модной кожаной курткой, всего лишь через 5 лет сменит на стильный малиновый пиджак.

    Кино это про нас, для тех, кто пережил конец той прекрасной эпохи, кому сейчас от 25 и старше. А для «поколения игры DOOM» «Груз 200» останется всего лишь «русским блокбастером» о затраханной голой тёлке с бритым лобком, воющей от ужаса и безысходности в загаженной хате с тремя трупами. Это самый выразительный кадр ленты, в котором просматривается не только карта «великого и могучего» Советского Союза, но и три зловещие буквы Эс, Эн, Гэ.

    Мы, «постперестроечные», мчались в Каляево не на кустарно сконструированном «Запорожце» Артёма Николаича, а действительно на плоту из песен и слов, но уж никак не в край магнолий, которого в начале 90-х и быть не могло. А в тот новый мир, когда уже отгрохотала своё «Маленькая Вера», поскандалила «Интердевочка», а утешением были «Небеса обетованные» и ободряющий лозунг, что и «В городе Сочи тёмные ночи».

    Когда я смотрел «Груз 200», на соседнем ряду сидела совсем юная особа, которая, вцепившись в плечо своего любезного, при каждом шокирующем эпизоде восклицала: «П…ц». Детка, это всего лишь кино, в 91-м ты ещё и в ясли не ходила. А тогда-то стране действительно был «п…ц». Причём — полный.

    Оценка:

    8 из 10.

    5 мая 2009 | 10:00

    Я знаю, что некоторые не согласятся со мной, но всё же постарайтесь адекватно отреагировать на эту рецензию.

    Фильм «Груз 200» Алексея Балабанова уже успел стать культовой классикой современного российского кино не только за счет неоднозначной реакции общественности, но и из-за потрясающего реализма, который здесь особым способом проявился у Балабанова.

    Но ругать проклятый «совок», или же наоборот спихивать весь сюжет фильма на тяжелые российские реалии я не буду. Безусловно, в этом и есть частичная заслуга «Груза», но я лучше предпочту рассказать о художественных заслугах ленты и моих впечатлениях от её многочисленных пересмотров. К слову, моё отношение с пересмотрами фильма вовсе не менялось, а наоборот укреплялось.

    Но пересматривать «Груз 200» — очень тяжело. Это очень страшный фильм, который всегда оставляет неприятный осадок в душе. Жуткая атмосфера с первых кадров укутывает зрителя в ядовитые краски. Туманная безысходность поглощает остатки надежды. Это сочетание заставляет содрогаться.

    В картине нету ни одного персонажа, которого можно назвать полностью положительным, а некоторые так и вообще, извините меня, настоящие мрази.

    Капитан Журов (Алексей Полунян) — один из самых лучших и психологически достоверно построенных антагонистов в российском кино. От одного взгляда этого маньяка идут мурашки по коже.

    В фильме собрана целая кунсткамера образов. Тут и убежденный атеист, тут и бывший преступник, тут и бой-баба, тут и юная жертва Журова, тут и пьющая мамаша, которая только и делает, что смотрит телевизор, фарцовщик, нигилист и многие другие. В общем, калейдоскоп мрачных и реалистичных персонажей.

    Самое удивительное, что каждый образ олицетворяет собой какую-то определенную метафору. И все эти метафоры можно трактовать по-своему. Моя общая трактовка сходится с мнением большинства, но она ни, много ни мало, политическая, а я обещал не распространяться на данную тему, извините.

    Сценарий очень хорош, как с кинематографической, так и с психологической точки зрения. Каждая сюжетная линия построена и прописана замечательно.

    Меня особенно впечатлил подбор музыки к фильму: Виктор Цой, Земляне, Африк Симон, Юрий Лоза и многие другие замечательные музыканты. В большинстве своём мелодичные и веселые песни стали частью трагической истории, которая происходила на экране.

    Отдельное спасибо оператору Симонову за «Ядовитую живопись» — очень интересный кинематографический прием.

    Несмотря на весь ужас и кошмар, творящийся на экране, «Груз 200» вызывает неподдельные эмоции и мысли, которые не отпускают зрителя аж на протяжении нескольких лет.

    Безусловно, минусы у фильма есть. Несмотря на восхитительные калории персонажей, переживать им порою крайне сложно (за счет того, что все в основном настоящие сволочи), и не все зрители смогут ощутить «Балабановскую» драматургию, т. к. картина очень шокирующая и страшная.

    Но я всё равно считаю «Груз» выдающимся фильмом, а Балабанова великим русским режиссером и драматургом.

    И пожалуйста, меняйте этот мир к лучшему, иначе мы обречены всю жизнь таскать этот тяжёлый и непосильный Груз 200.

    Спасибо вам, Алексей Октябринович за ваши страшные, но всё же мудрые картины!

    8 из 10

    24 июля 2015 | 13:44

    На меня «Груз 200» не произвел такого уж шокирующего впечатления, как на других. Мало того, во время просмотра я не почувствовал ничего неприязненного, ни капли отвращения. Может, во мне что-то не так? А может, слишком много фильмов я видел и не поражают уже такие картины? Да, есть изнасилование бутылкой, да, есть секс рядом с трупом, есть бессмысленное убийство несчастного вьетнамца, есть чернушность и мрак… Но это не потрясает.

    Балабанов всё изложил так, как в документальном фильме, он вообще не особо утруждал себя работой над фильмом. Снимал как снимается. Монтировал как монтируется. Получилось странное кино без драйва и напряжения, герои просто ходят и совершают страшные поступки, совершают обыденно и равнодушно. Но фильм-то не пессимистичный в итоге! Ибо зло наказывается, и это надо помнить, зло в лице этого одинокого милиционера, похитившего девушку и отправившего на плаху безвинного человека, получает свою порцию свинца в грудь. Режиссер к нему беспощаден, также как он и беспощаден к другим персонажам фильма.

    Но снято всё это совершенно без огня и напряжения. Посмотрел, не тронуло. Хотя потенциал чувствуется. Только Балабанов его не развил.

    7 из 10

    25 октября 2007 | 05:44

    Самый неоднозначный и провокационный режиссер новой волны российского кинематографа массовому зрителю знаком разве что дилогией «Брат» с Сергеем Бодровым, а вот менее известные его фильмы, изобилующие показом так называемой «чернухи», знакомы лишь немногим. «Груз 200» — апогей творчества Балабанова, в котором он переплюнул самого себя. Фильм позиционировался как самый жесткий в российском кино, зрителей уверяли, что ничего более шокирующего они еще не видели. Да, картина сильная и отдельные сцены в ней не оставляют равнодушным, но его жесткость и чернушность может быть применена как раз-таки именно к российскому кино, так как на Западе уже давно снимают куда более правдивые, жесткие и «грязные» фильмы.

    Первое, что бросается в глаза, — необычность подачи сюжета. В первые полчаса зритель наблюдает за похождениями профессора научного атеизма (само понятие «научный атеизм» в голове не укладывается), слушает его диалог с жителем хутора в блистательном исполнении Алексея Серебрякова. А уж затем действие концентрируется главным образом на маньяке Журове и его пленнице. Такое скачкообразное смещение центра действия с одного персонажа на другого немного дезориентирует. Персонажу профессора уделено слишком много внимания, можно было бы и сократить его роль.

    Балабанов воссоздает картину быта советских граждан эпохи «перестройки» и делает это, как обычно, без прикрас и мишуры. Показаны полный беспросвет, обреченность, серость и убогость жизни во всех ее проявлениях. Герои только и делают, что пьют водку, убивают и насилуют. Ни одного положительного героя тут нет, равно как и надежды на лучшее в конце. Безнадега, в общем. Но, несмотря на все это, фильм выглядит сильно утрированным, многое в нем гиперболизировано и призвано лишь эпатировать зрительскую аудиторию. Самогонщик Алексей, вовсю хлещущий водку, спорит с профессором университета о существовании Бога, причем приводит весьма адекватные доводы, которые ставят в затруднительное положение ученого. Эта сцена по меньшей мере вызывает улыбку на лице, так как в реальность происходящего не верится, ну никак. Дальше — больше. Сцены будней заточения дочки райкома партии у милиционера хотя и омерзительны и отвратны, но тоже особо не цепляют. Вообще непонятна цель картины, что хотел Балабанов донести до зрителя? То, что в СССР люди жили плохо? Так ведь это понятно всем, да и в современной России жизнь далеко не сахар. В отечественном независимом кино в последнее время прослеживается непонятная тенденция к показу всего самого грязного и мерзкого, что есть в нашей действительности. Все фильмы как один — без разрешения и даже намека на счастливое будущее, как будто к концу света уже готовятся заранее.

    Несомненные плюсы «Груза 200» — это актерские работы. Все, кроме паренька в красной футболке СССР, справились достойно. Также порадовало наличие ряда советских песен 80-х, выбранных в качестве музыкального сопровождения.

    В общем и целом, «Груз 200» не заслуживает просмотра, но все те споры и скандалы, возникшие вокруг него в прессе и СМИ, естественно, побуждают зрителя хоть одним глазком да увидеть, из-за чего весь сыр-бор. Фильм абсолютно бездушный, после себя он не оставляет ровным счетом ничего, только лишь стойкое убеждение в том, что мир катится в никуда. Балабанов снял это отнюдь не для самого себя, он просто удовлетворил свое очередное желание очернить и без того невеселую окружающую действительность.

    5/10.

    3 июля 2011 | 14:34

    А сегодня я воздушных шариков купил
    Полечу на них над расчудесной страной
    Буду пух глотать, буду в землю нырять
    И на все вопросы отвечать: «Всегда живой!» Гр. Об.


    «Груз 200» — авторская зарисовка с ярко выраженным политическим окрасом, не жанровое кино принадлежащее к арт-хаусу, уже занявшее свою не лучшую нишу в российском кинематографе, во многом из-за того, что появилось не в то время и не в том месте, хотя может когда Балабанов станет «неприкасаемым», то через полвека люди пересмотрят отношение и к этому фильму… Хотя нет, «Груз 200» всегда будут ставить в стороне, как белую ворону. Когда же Тарантино показывает в своих фильмах насильственные смерти персонажей, то почти все рукоплещут и довольны, а когда примерно тоже самое делает Балабанов, то русским людям почему то становится тошно и противно. Мы не привыкли к реальности, проще смотреть как американцы убивают себе подобных, это по крайне мере не вызывает так остро чувства самосознания. Мы так сильно привыкли, что наше сознание объективности государство так долго убивало телевидением и прочими СМИ, успешно делает это и по сей день, что порой не в состоянии увидеть или услышать правды, и если ненароком услышишь, то проще зарыться куда-то, чтобы не травмировать себя или автоматически переключиться на что-то другое, лишь бы забыться. Данный фильм пускай и не проваливает свет на какие-то глобальные вопросы, он скорее заставляет увидеть нечто очень личное и философское глазами другого человека, который хочет заставить зрителя покопаться очень во многих вопросах.

    У балабановских персонажей превалирует человеческий фактор загнанный в рамки политических условий советского государства, а за ниточки сверху дергает сам режиссер, который снял «Груз 200» для узкой аудитории зрителей. Балабанов же личность уникальная во всем постсоветском пространстве и пожалуй один из немногих сегодняшних российских режиссеров, котирующихся, как деятель искусства.

    Так почему же всё-таки «вторая половина 84 года»? Чернобыльский реактор ещё не взорвался, Горбачев не пришел к власти, а механизм распада советской державы уже начал свой безвозвратный отчет. Вопрос только — где и когда? Те кто жил в те годы, обязательно помнят локальные события, которые давали понять, что «Аннушка начала разливать масло» или к примеру перед грозой обычно парит, от влаги наверное, которую эта гроза с собой приносит. В этой картине Балабанов показывает зарождение распада не на глобальном уровне, а на человеческой сущности, когда ты видишь череду случаев, ситуаций, событий, которые не способны вписаться в понимание советского человека, самосознание которого было надежно заколочено в цинковый ящик, но гвозди забитые ещё полвека назад уже сильно заржавели, а забивали из года в год всё те же ржавые гвозди, но иногда просто забывали это делать, либо не было тех кто возьмет на себя эту ношу.

    Название фильма вовсе не случайно, дилемма для обычного восприятия, но это никак не из-за сцены с десантиником. «Груз 200» — это стена для советского человека, но изо дня в день эта стена начинает трескаться, штукатурка обваливаться, потом рушиться, затем разваливаться на части, а вы просто стоите рядом. Но если ваш разум надежно заколочен в «груз 200», то вы не способны увидеть что происходит со стеной, вам об этом корректно объявят и расскажут позже, в прессе. Это сравнимо с тем, что человек запертый в камеру живет там с рождения по аналоговому устройству жизни, в то время как весь мир живет уже по цифровой технологии. Сложно представить как сильно измениться его уклад жизни и переоценка ценностей, если в один день он узнает правду.

    Но было нечто в сознании людей, что нельзя бесконечно прятать, да и потом старая система себя изжила, появились сбои и не находилось того кто её всерьез удержит, скорее наоборот не удержит. Все что происходит в фильме Балабанова и смысл самого фильма — это его стена для вас, он её рушит у вас на глазах, но вы не видите этого, он просто не хочет чтобы вы это воспринимали однозначно.

    Режиссер говорит устами персонажа Алексей Серебрякова, рассуждает о политике и Боге, а за другим концом стола сажает советского человека, типичного «дарвиниста». Тем самым создавая впечатление, что уже к середине 80-х этот распад зарождался в умах людей даже в глубинках советского пространства, куда там городским и тем более вертикали власти, в которой тогда все было более уловимо, но как всегда молчали. И главное то, что человеческий и духовный фактор всё равно оказался сильнее любых других, как бы государство не старалось произвести трепанацию мозга у людей. Но характеры персонажей «Груза 200» актуальны и по сей день, т. к. системы меняются, а народ остается, есть ценности неподвластные для перемалывания серого вещества в труху. Особенно персонаж Полуяна пример радикальный, и таких милиционеров Журовых в последние годы появилось больше, а может всплыло то, что раньше пряталось за завесой с эмблемой серпа и молота? Скорее всего. Но вопросы в картине не футуристические, а о том что — что будет с нашим настоящим сегодня и куда идти дальше. Как долго устоит царство, которое сегодня начало раздваиваться? Балабанов показывает вам трещины, которые видел в те годы.

    Сравнивать «Груз 200» с другими работами Балабанова скорее бессмысленно, т. к. он изначально хотел создать то, чему нет аналога в российском кино на сегодняшний день. В принципе, ему это удалось. Тот шокирующий эффект до которого режиссер доводит зрителя, словно взрыв бомбы, вполне сравним по эмоциям с распадом Советского Союза, но в фильме это совершенно локально и бьет исключительно по восприятию, срабатывает жанровый эффект хоррора. Причем элементы американского хоррора отсутствуют, а вот вам наш российский хорррор, фильм-ужас собственного балабановского розлива. Но именно эта сюжетная бомба сделана, чтобы вызвать личностное потрясение к которому как оказалось многие были не готовы, в силу того что никто просто этого не ожидал.

    Балабанов передает через «Груз 200» своё личное высказывание, некий взгляд обычного гражданина (не режиссера, а рассказчика), умело кодирует информацию в непопулярный и почти не читаемый формат кино. Далеко не все поняли жёсткую балабановскую притчу, но она оказалась наполнена глубинными смысловыми слоями и прежде всего личными высказываниями о взаимоотношениях человека с формой государственной власти. О взаимоотношениях цинковой стены с человеческой сущностью и душой. О крайностях. Поэтому, прежде чем кинуть камень, лучше для начала несколько раз задуматься — во что кидаешь.

    24 декабря 2011 | 19:22

    Вот и я, начитавшись и наслушавшись отзывов об этом фильме, решил его посмотреть!
    Но лучше бы я его не смотрел!

    Нет, не потому, что фильм не просто жесткий, а очень жестокий, не потому, что он нереалистичный или наоборот сильно реалистичный, дело в том, какую тему для обсуждения выбрал режиссер. Тема прогнившей сАвецкой системы и ментовского беспредела! Нам еще просто рано смотреть такое кино. Ведь мы еще до сих пор живем в этой прогнившей, бюрократической системе! Вседозволенность власти торжествует и сейчас. Можно спокойно убивать и не бояться быть наказанным, если у тебя есть крыша. Менты крышуют бандитов или бандиты метов? Какая разница! Все смешалось. Прав тот у кого больше прав. Вот закон нынешней системы постсоветского пространства, вне зависимости от названия страны! И никакая демократия нам не поможет!

    Ну а теперь о фильме :)

    Блестящая режиссерская работа и постановка Балабанова! Чем то мне напомнила тех же Балабановский «уродов и людей». Актеры подобраны идеально! У всех не то, что на кулаке, на лбу написано крупными буквами СССР! (не совсем понятно на какие роли планировались Маковецкий и Миронов)

    Эта тема явно будоражила сознание Балабанова не один год и он выложился в этом фильме на полную. Ни одной фальшивой нотки, все прописано идеально реалистично. Не знаю, так ли было все на самом деле (это же все таки try story), но я мастеру поверил!

    22 октября 2008 | 23:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 162 руб.
    подробнее

    Новости


    С 2 по 9 июня в Сочи пройдет 24-й открытый кинофестиваль «Кинотавр». За главный приз будут бороться 12 фильмов, среди которых уже участвовавшие в европейских смотрах «В ожидании моря», «Разносчик», «Небесные жены луговых мари», «Майор» и «Отдать концы», а также совсем свежие и никем не виденные картины, например «Интимные места», «Жажда» и «Диалоги». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Если взглянуть на попытки отечественных кинематографистов снять фильмы ужасов, легко сделать вывод, что жанр хоррора, которого в советском кино фактически не существовало («Вий» не в счет), на нашей почве как будто не приживается. В преддверии релиза картины «Пиковая дама: Черный обряд» КиноПоиск решил найти основные причины, по которым российская киноиндустрия не дружит с фильмами ужасов. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Недавно мы знакомили вас с молодыми российскими актрисами. Тем не менее в 2013-м грядет немало фильмов, в которых задействованы и подающие надежды актеры. Среди таких проектов «Метро» Антона Мегердичева и «Восьмерка» Алексея Учителя. КиноПоиск представляет вам тех молодых отечественных звезд в возрасте от 20 до 28 лет, которых нужно запомнить. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Список из 100 фильмов, опубликованный минкультом, вызвал бурную полемику: стоит ли детям смотреть именно это кино и если да, то в каком контексте? Почему нет фильмов после 1994 года? Каких фильмов не хватает? Поделитесь своим мнением. (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    155.Лицо со шрамомScarface8.164
    156.Пираты Карибского моря: Сундук мертвецаPirates of the Caribbean: Dead Man's Chest8.163
    157.12 стульев8.163
    158.В случае убийства набирайте «М»Dial M for Murder8.163
    159.Мой сосед ТотороTonari no Totoro8.162
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.МумияThe Mummy90.79%
    47.Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass90.49%
    48.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.45%
    49.Чудо-женщинаWonder Woman90.37%
    50.Такой же предатель, как и мыOur Kind of Traitor90.30%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Укротители аллигаторовGator Boys2
    КуклаThe Boy36
    Сестра ЗолушкиSinderella Eonni8
    Никогда не сдавайсяNever Back Down116
    Мы ещё здесьWe Are Still Here12
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение8.014
    Несносные ледиMother's Day7.055
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    СомнияBefore I Wake6.724
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры