всё о любом фильме:

Остров

год
страна
слоган«Здесь происходит необъяснимое»
режиссерПавел Лунгин
сценарийДмитрий Соболев
продюсерПавел Лунгин, Сергей Шумаков, Ольга Васильева
операторАндрей Жегалов
композиторВладимир Мартынов
художникИгорь Коцарев, Александр Толкачёв, Екатерина Дыминская, ...
монтажАльбина Антипенко
жанр драма, ... слова
бюджет
$1 500 000
сборы в России
$2 600 000 сборы
зрители
Франция  60.1 тыс.,    Швейцария  5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время112 мин. / 01:52
Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство — расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить.

Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
2 + 2 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фигурировавший в фильме в качестве главного места действия остров на самом деле снят на полуострове в поселке Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии.
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время штурма баржи немецкими солдатами один из них вооружен автоматом Stg-44 (Sturmgewehr-44), который появился только в 1943 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 17403 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    В эпоху нулевых власть ничего не смогла предложить народу, кроме нефтедолларов и иллюзии мещанского западного счастья. А ведь еще Ленин в начале XX века наглядно доказал, что за идею можно стерпеть и снести все. Даже лишения и голод. Новая власть, не решившаяся далее эксплуатировать советские ценности (а они так и остались у русского народа, ничем не вытравливаемые), стряхнула пыль времен с наследия добольшевистской России. Как грибы после дождя появились такие «патриотические» ленты, как «Александр Невский», «1612», «Адмирал». История России вертелась создателями данных полотен, как угодно, представая порой в весьма «интересных» ракурсах, оставляя в душе неприятный осадок.

    Особняком в этом ряду стоит лента «Остров» Павла Лунгина. Заслуженный режиссер не стал лезть в дебри времен, а обратился к тому, что близко, рядом. Несмотря на то, что почти все события «Острова» происходят в 1976 году, Советский Союз не играет в действии главной роли, выступая лишь фоном для основной истории. Лунгин, стартовавший в начале 90-х неплохими независимыми картинами о творившейся тогда в стране чернухе — «Такси-блюз» и «Луна-парк» (обе ленты сделаны в совместной копродукции с Францией), на рубеже столетий вдруг резко сменил спонсоров и основные векторы творчества. Снятые на рубеже столетий «Свадьба», «Олигарх», «Бедные родственники» явственно указывали на то, что независимый художник продался и начал пошлые заигрывания.

    Однако картина «Остров» 2006 года вышла весьма противоречивой и неоднозначной. Произошел один из редких случаев, когда можно было, как ругать режиссера, так и хвалить его. Восприятие напрямую зависело от зрителя и его убеждений. И дело было не в профессионализме рассказчика, а в правильно подобранной в нужное время теме и правильно расставленных акцентах. Россия всегда была восприимчива к теории мессианства. Страна контрастов и противоречий, принявшая на себя наследство двух Римов, а также их обязательства, Россия соблюдала на протяжении веков удивительно точный баланс между звериным насилием и высокой духовностью. Помещики, дворяне и цари, получавшие свои положения в основном по наследству, прекрасно понимали, что даже их беззаботная жизнь бренна и недолговечна. Поэтому со времен еще древней Руси особым почетом пользовались юродивые. Ведя жизнь скромную и обездоленную, они замаливали грехи всех тех, кто не был обделен жизнью при рождении.

    Персонаж Мамонова противоречив, как и вся Россия, великий грешник и великий святой в одном лице. Рассыпавшиеся осколки былых великих теорий плотно засели в сердце и душе глубоко несчастного человека. Неся свой тяжкий крест, Анатолий не может найти главного для себя в жизни — покоя. Лунгин верно подбирает нужные слова, каждая фраза — метафора, а каждый поступок — маленький подвиг. Чтобы не происходило в жизни государства, для людей всегда было уготовано последнее пристанище — церковь. Правда у Лунгина она больше напоминает один из ржавых и неработающих механизмов советской системы. Церковные служители веруют в Господа Бога лишь для виду. Отец Иов (Дмитрий Дюжев) строчит кляузы, он лишь чиновник от церкви, а настоятель Филарет (Виктор Сухоруков), трясется за свою мирскую жизнь и красивые кожаные сапоги. Церковь, получившая в самом начале мощную искру, превратилась в подобие советского валютного магазина наоборот, есть красивая вывеска в виде древних великолепных храмов, но богатое духовное содержание понемногу исчезло.

    Совершив в юности тяжкий грех, Анатолий расплачивается за него по полной таксе, получив жестокий дар — уметь прощать и наставлять людей, но не быть прощенным самому. Кажется, все грехи мира разом свалились на этого человека, превратив его в неприкаянного отшельника. Потерявшего все, и прикрывающего душевные раны паясничеством. По версии режиссера, именно на таких людях испокон веков и держалась наша страна. Именно к этим изгоям и отшельникам шли за настоящим прощением и покаянием. Именно к отцу Анатолию бесконечно тянутся паломники, обходя стороной церковь. Им, простым мирянам тоже нужен покой. Подавленные системой, превратившись в запуганных кроликов и мелких мещан, они пытаются хоть ненадолго передать свой крест другому человеку и найти спасение. Именно к беспокойному и неустроенному Анатолию тянутся не имеющие в себе веры Иов и Филарет. Первый, чтобы побороть растущую изо дня в день зависть к божественному дару, второй, чтобы подзарядиться, и, наконец, найти себя и свой путь. И в конечном итоге обрести веру. Виктор Сухоруков, в то время выбиравший материал, далеко ниже его актерских способностей и Дмитрий Дюжев, никогда особо талантом на экране не блещущий, удивительно точно подобраны на роли. Каждый из актеров раскрывается в совершенно новой ипостаси, заставляя забыть о предыдущих работах. Но все внимание зрителя приковано к Петру Мамонову. На клоунской маске отца Анатолия именно глаза, полные печали, скорби и вселенской грусти выдают человека. Символично, что на заре 90-х Лунгин уже снимал Мамонова в главной роли в «Такси-блюз». Тогда герой Мамонова в исступлении бился в душных парах уходящей советской эпохи с той же тоской в глазах, в «Острове» протест сменился мудростью и пониманием всей безысходности жизни. Мамонов, в молодости вел жизнь по всем заветам рок-музыкантов, а в зрелости сменил безумный город на тихую деревушку, лишь изредка выбираясь обратно. В этом плане, картина «Остров» напоминает собой личное покаяние за ошибки молодости Мамонова, его стремление к покою под пристальным взором Лунгина, эволюционировавшего, правда, еще не совсем понятно в какую сторону, художника.

    Лунгин режет порой по живому, правильно задевая нужные струны зрительской души, и именно этим зарабатывает себе дополнительных баллов. С ним временами трудно соглашаться и хочется спорить. Но, несмотря, на кажущиеся разногласия и противоречия, режиссер отказывается от прямой подтасовки исторических фактов, ограничившись лишь морально-духовным штурмом зрителя. Вера вообще очень тонкая интимная материя и каждый видит ее по-своему. Именно в пробуждении мятущегося сознания, отчаянно выбирающего между материальным достатком и духовным спокойствием, и заключается главная заслуга картины. Именно в отображении, пожалуй, главной черты русского общества, еще зараженного остатками ядовитых спор мессианской заразы. Этой бесконечной борьбой и силен до сих пор наш народ, вернее то, что от него осталось.

    Для каждого времени есть свои идеалы и стремления. Тарковский многое совершил в советское время для истории древней Руси. Лунгин сделал пока небольшой шажок, приоткрыв дверцу в духовный мир ушедшей в небытие страны, обратив свой взор в ту же сторону, что и Андрей Арсеньевич. Картина небезупречна, но достаточно четко отражает истинную суть русского человека, пусть немного и замутнена субъективизмом создателя. Тарковский уже все давно доказал, он не заигрывал с вопросами веры. Докажет ли Лунгин, большой вопрос. Но надежда все же остается. Иначе, как жить без нее, с постоянной борьбой внутри себя?

    2 ноября 2009 | 07:03

    Лунгин очередной раз доказал, что является уникальным режиссёром. Многие актёры, сделавшие себе имя, снявшись в популярных коммерческих проектах (детективах, боевиках), не могут получить серьёзную роль из-за того, что на режиссёров давлеет их предыдущее амплуа. Популярность и известность — это, конечно, хорошо, но большинство не за этим поступало в театральное училище: им хотелось запомниться людям, исполняя такие роли, в которых наиболее полно сможет раскрыться их талант, на который в боевиках практически никто не обращает никакого внимания. Лунгин относится как раз таки к таким зрителям, которые обращают. Его не сковывает страх, что такие актёры с ролью не справятся и, в благодарность за доверие, последние показывают отличное исполнение, вживаясь в образ своего персонажа. Так Дюжев стал отцом Иовом, а Сухаруков — отцом Филаретом, которые справились со своей ролью, по моему мнению, на все сто.

    Суть сценария, с его казалось бы непонятными диалогами, обилием молитв, простой речью, нацелена на то, чтобы наиболее реалистично показать истинные страдания и переживания главного героя, который долгие годы ищет душевный покой, непрестанно каясь в содеянном. Проведя через мучительные испытания отца Анатолия, Бог, посчитав его вину искупленной, принимает его покаяние.

    Работа оператора — великолепная. Картинка в «Острове», по-моему, потрясающая. После каждого знакового момента действие в фильме на некоторое время прекращается, зритель наблюдает плавно и медленно сменяющие друг друга северные пейзажи, отснятые с мастерством, что оставляет зрителя наедине со своими мыслями и даёт ему возможность обдумать увиденное.

    Особую роль в создании неповторимой атмосферы фильма играет музыка. То душево-лиричная, то тревожно-гремящая она непревзойдённо передаёт настроение наворачивая слёзы или растекаясь по телу мурашками.

    Лунгину, как режиссёру, удалось невероятное: при неторопливом развитии событий, минимуме действия оторваться от экрана тяжело.

    Типичный образчик нового, современного кино. В прошлые, «золотые» годы эту историю невозможно было бы рассказать с должной долей достоверности.

    По-моему мнению, фильм Павла Лунгина — этапное творение в российской кинокультуре, если не сворачивать с протореного пути, то в скором времени можно с гордостью наблюдать возрождение отечественного кинематографа.

    10 из 10

    4 сентября 2009 | 00:33

    Это фильм-шедевр. Человеку равнодушному и безразличному этот фильм покажется скучным и с затянутыми планами. Ну и бог с нимим. Этот фильм не для всех. Фильм не о религии, а о вере… Но не в бога.

    Есть такие понятия, как честь, совесть, чувство вины за содеяное. Кто из нас мучался за содеяное в течении многих лет?! Кто из нас способен страдать годами?! Мало кто. Наши поступки, конечно, не так ужасны, как убийство и предательство, но раскаиваемся ли мы? Вряд ли… Хотя, может, совершаем мы и не менее страшное.

    Человек совершил поступок грязный, страшный, и посвятил всю свою жизнь искуплению этого Греха. Кто-нибудь попробовал хотя бы осознать грех содеяного? Думаю, не все, а даже и никто.

    Фильм потрясающий. Из тех, что надо показывать своим детям. Конечно, такие фильмы не пройдут в номинацию Оскара. А и нужно ли? Хотелось бы, чтобы посмотрели его все, а уж мнение пусть у каждого будет свое.

    16 апреля 2007 | 13:31

    Потрясающие актеры, просто завораживающий Мамонов. Этот оступившийся молодой морячок, испугавшийся смерти (а кто ее не боится), война, советский командир на прицеле. Что это? Сон? Увы нет, и молодой морячок становится старцем заранее приговорившем себя к раскаянию в божьей молитве и покаянию в жизни. Фильм!! Переживаешь его всеми фибрами, чувствуешь запах лишайника на холодном камне, задыхаешься угольной пылью вместе с героем и поешь, как он пел. Это же настоящая песня радости, песня прощения и благодати духовной, не так как поют священники в соборам монотонно а именно свой мотив который он помнил с детства и на него положил обращения к Богу… Насколько искренне было его желание искупить свой грех.

    Нет!!! Таких фильмов много не надо, они потеряют свою ценность тогда, как попсовые боевики и комедии. Пусть хоть 1 в год снимут подобного рода кино и мы будем благодарны за такие вот 2-х часовые переживания с героями картины, полностью погружаясь в атмосферу и ландшафт. А оценки ставить надо, ибо рейтинг таких вот шедевров от нашей «бесценности» так и не попадет никогда в топы, а жаль.

    10 из 10

    17 марта 2009 | 19:48

    Вопрос религии — весьма сложная и скользкая тема для экранизации. Как не сделать веру в бога вульгарной, пошлой, нелепой, смешной — вот сущности, о которых должен задуматься ответственный перед собой и зрителем режиссер. Готов ли он? Может ли он? Хватит ли у него опыта и мудрости, что бы найти точку Х и точно соединить без погрешностей искусство и сокральное. Как не превратить религию в шаманство?

    Удалось ли это Лунгину. Да. О нем можно сказать — он ответственен и не ударил в грязь лицом.

    Лунгин поведал нам не историю старца Анатолия, а историю греха, тяжкого. И последующего очищения через страдание.«Слезы очищения»…

    Уже весьма, не правда ли? Соглашусь со своими предшественниками. Фильм сильный. Работа режиссера-сильна. Сюжет- «простота залог успеха». Отдельное спасибо Петру Мамонову за слёзы, которые я пролила, смотря эту картину.

    Удовлетворенные мои потребности как в эстетике, так и в духовном плане, а это значит стопроцентные

    10 из 10

    14 июня 2009 | 20:20

    Фильм потрясающий, такие благостные эмоции и слезы от потрясающей простоты истины жизни! Каждый эпизод обнажает главные проблемы в отношении людей к себе, к близким, к Вере.

    16 апреля 2007 | 13:31

    Подбив меня на просмотр, мама ждала меня, захлёбывающуюся от восторга. Ан нет, этого не было.

    Безусловно, фильм очень силён во многих планах: режиссура, постановка, сюжет, место действия, актёры. Изъяны пусть бросаются в глаза опытному критику, но на мой вкус, всё хорошо.

    Петр Мамонов отыграл всё тютелька в тютельку. Он раскаивается так, словно много лет назад сам выстрелил в товарища. Он безумничает так, будто за кадром вытворяет те же вещи. Он страшен в гневе, убедителен в наставлениях, приятен в общении. На роль был выбран удачно, что сказать…

    Сухоруков, Дюжев, Кузнецов — ветераны русского кино, тоже справившиеся с поставленной задачей окунуть нас в атмосферу фильма и проникнуться историей жизни обычного человека. И хорошо ещё, что обошлось без Ефремова, такого банального лица в российском кинематографе. Видимо, в гонорарном списке в том году бутыла водки не значилась.

    Но я поясню свой первый абзац: поймите меня правильно, кино грамотное, со смыслом, но… Не открыло оно мне какой-то вселенской тайны, чего-то такого, чего бы я не знала или не понимала. Всё это уже было интерпретировано в сотнях иных подобных кинолентах. И сейчас первой махать флагом, кричать, что это шедевр, я не собираюсь. Для общего ознакомления пожалуйста, для случая насладиться чем-то стоящим самое оно. Но для списка «любимых фильмов» этого явно недостаточно.

    28 июня 2012 | 20:45

    Очень тяжело высказать свое мнение насчет этого фильма. Чувства до сих пор переполняют, а рассказать о них не получается.

    Посмотреть этот фильм-это все равно, что сходить в церковь. Что-то личное, о чем не говорят.

    Отдельно хочется сказать про Виктора Сухорукова- поразил до глубины души. Про Мамонова я вообще молчу.

    Спасибо Лунгину. Если такое кино снимают, показывают в кинотеатрах, да еще и народ на такое кино ходит (пусть не в таком количестве, как на Казино-Рояль)- значит, Россия не потеряет себя. И мы себя не потеряем.

    6 декабря 2006 | 11:09

    Фильм даже не поддается какой-то оценке. Для меня это лучшее, что я когда-либо видел! Смотря этот фильм, начинаешь чувствовать себя русским человеком. Начинаешь видеть в себе не «гражданина мира», со всей этой глобализацией, а именно русского человека с его глубокими корнями с историей, которая непрерывно связана с православием.

    Порой люди забывают, что в человеке есть душа, следуют исключительно своим низшим инстинктам. А здесь садишься смотреть фильм и чувствуешь, вот ведь она душа, она живет в тебе, и ты её чувствуешь. И она начинает плакать о том, что ты так редко о ней вспоминаешь.

    Это невероятное кино. Я даже представить не мог, что что-то подобное вообще можно снять, тем более в нынешней России. Спасибо всем тем, кто приложил свои усилия для появления этого фильма на свет.

    5 декабря 2006 | 19:46

    Все фильмы, которые затрагивают тему религии, веры, просто обречены на успех(вспомните последние кинопремьеры на данную тему), и этот фильм не стал исключением. Лунгин не прогадал с темой фильма, а что касается самого фильма, то мне кажется, что ему не хватает трагичности, боли. На мой взгляд, не так люди мучаются после такого греха (если вообще мучаются).

    16 апреля 2007 | 13:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>