всё о любом фильме:

Ночной портье

Il portiere di notte
год
страна
слоган«The Most Controversial Picture of Our Time!»
режиссерЛилиана Кавани
сценарийЛилиана Кавани, Барбара Альберти, Амедео Пагани, ...
продюсерЭза Де Симоне, Роберт Гордон Эдвардс
операторАльфио Контини
композиторДаниэле Парис
художникНедо Аццини, Жан Мари Саймон, Пьеро Този, ...
монтажФранко Аркалли
жанр драма, ... слова
зрители
Италия  5.78 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время117 мин. / 01:57
1957 год. В венском отеле случайно встречаются бывший нацист и бывшая заключенная концлагеря. Пробудившиеся воспоминания как палача, так и жертвы разжигают между ними странное, противоестественное влечение, которое психоаналитик назвал бы садомазохизмом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
67%
14 + 7 = 21
5.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первой отснятой сценой в картине была сцена, где Шарлотта Рэмплинг танцует с голой грудью.
    • Дирк Богард согласился сниматься при условии, что Кавани перепишет сценарий. В итоге, из первоначального варианта выкинули одну сюжетную линию и большую часть разговоров персонажей о политике. Кроме того, по ходу съемок Дирк Богард не раз сокращал реплики своего Макса. Это всегда приводило к жарким спорам с Лилианой Кавани.
    • Когда съемки подходили к концу, у продюсера Боба Эдвардса закончились деньги. Съемки пришлось приостановить, группа и актеры разъехались по домам. Судьба фильма висела на волоске. Финальную часть (натурные съемки в Вене) удалось доснять только спустя месяц.
    • Съемочная группа очень опасалась гнева жителей Вены, которые могли неоднозначно отреагировать на нацистскую форму Дирка Богарда. Но в итоге все страхи оказались напрасны. Когда Богард, как он вспоминал позже, «с тревогой и страхом» вышел на улицу в мундире со свастикой, толпа зевак… громко зааплодировала. А кто-то даже выкрикнул: «Heil!»
    • В Италии гонения на фильм прекратились только после вердикта Верховного суда в Милане: «Ночной портье» — это произведение искусства, и никто ни при каких обстоятельствах не имеет права накладывать на него запрет.
    • В Нью-Йорке премьеру фильма обставили в стиле садомазохистской оргии. На званом обеде столы накрыли черной виниловой пленкой, на стульях повесили цепи, зажгли черные свечи, разложили спички в обертках из искусственной кожи с изображением сапог и хлыстов.
    • еще 3 факта
    Трейлер 01:32

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Несмотря на то, что прошло несколько десятилетий после выхода этой итальянской (но англоязычной) картины на экран, она по-прежнему вызывает яростные споры и крайне противоречивые оценки. Неоднозначен и провокационен уже сам сюжет о вновь вспыхнувшей страсти в Вене в 1957 году между ночным портье, в прошлом — нацистским офицером, и бывшей узницей концлагеря. Разумеется, подобная тема должна была шокировать тех, кто прямолинейно и догматично воспринимает как искусство, так и реальность. И в фильме Лилианы Кавани, безусловно, есть элементы скандальности, эпатажа, чрезмерного заострения исходной ситуации, подчас повышенного внимания к садомазохистским комплексам. Но всякий, кто чересчур увлечён спором, не всегда точно в пылу словесных атак выбирает дипломатические выражения. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 95 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Хороший фильм, тем более мне нравятся подобные фильмы, где показана своеобразная любовь, особенно когда это садо-мазохистские отношения.
    Необычный и культовый фильм. Если ты любишь такие фильмы как Титаник и т. д., — этот фильм точно не для тебя.

    19 октября 2006 | 12:41

    Это первый фильм, впечатлениями о котором захотелось поделиться в рецензии, о котором захотелось написать. Прошло несколько месяцев с тех пор, как я его посмотрела. Воспоминания уже сгладились, но остались приятными.

    «Ночной портье», на мой взгляд, типичный пример Стокгольмского синдрома, причем, в самом сильном его проявлении. «Жертва» влюбляется в «палача». По воле случая, бывший смотритель концлагеря встречается с бывшей же заключенной этого лагеря. Воспоминания разжигают в них противоестественную тягу к друг к другу. Герои пытаются жить прошлым, их любовь носит патологических характер… и поэтому финал мне кажется очень даже логичным.

    Фильм хорош с эстетической точки зрения, им можно любоваться как красивой вещью, рассматривать со всех сторон как произведение искусства. Он статичен как картина на выставке. Больше всего запомнилась сцена с танцем Шарлотты Рэмплинг, пронизанная какой-то притягательной силой. Недаром она вошла в сотню лучших сцен мирового кино.

    Любителям же экшена и динамики сразу рекомендую проходить мимо, вы заснете на первых же минутах.

    Лично мне не хватило этой динамики, с ней бы были все 10 баллов.

    Без нее

    7 из 10

    7 июня 2012 | 16:39

    - Я Дирк Богард, бывший нацист Макс. Я скрываю свое прошлое. На улице — 1957 год, и я работаю ночным портье в одном из отелей Вены.
    - Я Шарлотта Рэмплинг, бывшая заключенная Его концлагеря. Я приехала в Вену на несколько дней вдвоем с мужем-дирижером. Мы остановились в отеле.
    - Из нас двоих я заметил ее первый.
    - Я узнала его сразу.
    - Я заходил в их номер.
    - Я пряталась в ванной комнате.
    - Я дождался, пока уедет ее муж.
    - Я ждала, когда мой муж уедет…

    С этой секунды начинается история двоих.

    Почему Он не сбежал?

    Почему Она осталась?

    Потому что сильнее этого прошлого ничего в их жизни уже не будет.

    Ему нельзя верить, когда Он говорит, что в новом времени хочет быть крысой — потому что он сам себе не верит. Когда-то в его руках был ключ от ее жизни (он ее сохранил) — сейчас ключ от Ее номера (но как же в новом времени все «измельчало»: в бумажной коробке вместо человеческой головы — магазинные продукты…).

    Тогда, в концлагере, Она чувствовала себя особенной. Когда ей, раздетой и остриженной под мальчика, Он целовал кожу возле рубца от пыток, надевал просвечивающееся розовое платьице с брыжами, а, в подарок за полуобнаженный песенный номер, принес коробку, в которую он положил голову ее лагерного мучителя. После такого — слова мужа «ты удивительная» просто не воспринимаются. После такого — в напряг встать под зонт швейцара в дождь. После такого хочется такого еще раз. Боль всегда жалуется, что она отдала бы все, чтобы никогда не повториться — но на самом деле, боль лжет.

    (Надо быть очень смелой — чтобы это снять. И безрассудной — чтобы сыграть это).

    При всех страданиях концлагеря, Она никогда не чувствовала себя безопасней и счастливей, чем с ним.

    Можно произнести: «Этого бы с ней не было, если бы не было фашизма!». Но это будет неправдой, потому что с тем же успехом можно сказать «если бы не было жизни», «если бы в жизни не было боли», «если бы в ней не было страха» и т. д..

    Даже фашизм — это картинка, даже война — это декорация. Потому что любой спектакль — он внутри нас, и он не возникает — а просто разгорается от картинок снаружи. И если эти картинки забрызганы кровью, после них другие будут казаться серым полотном.

    Это пример, когда выпавшая роль пришлась «по телу». Но ничего случайного не выпадает. Под одеждой они были такими еще до фашизма. А фашизм — это повод раздеться.

    Помутившийся рассудок? Нет. Гипноз для слабых? Нет. Желание, возбуждающееся от страха? Нет. Он мог спокойно начать все с нуля, у нее есть новая жизнь. Жизнь дает каждому из них по новой роли, но…

    …но от новой жизни хочется убежать. И слово «любить» произносится впервые и только сейчас. Потому что сейчас оно значит больше, чем раньше. Оно значит «любить в тебе наше прошлое». Оно значит «найти и вернуться». Любым способом.

    Бросить мужа. Бросить работу. Сидеть в комнате, привязавшись к цепи. Есть рукой варенье из разбитой банки и ранить рот. Бояться выйти на улицу, чтоб не быть убитыми другими наци.

    В них не задерживается вина (тогда он убивал узников, теперь — свидетеля), но есть страх. Эти двое продолжают заставлять друг друга наступать на стекло — а потом смывают друг с друга кровь.

    Но отдать друг друга — это отдать жизнь. А когда приходит время с ней прощаться, Она улыбается, как ребенок, потому что они опять надевают форму СС и розовое платье с брыжами. И выходят на улицу.

    10 из 10

    (В 1984 году выпускник датского киноинститута Ларс фон Триер сбегал в Париже на цветочный рынок, купил белых лилий на все свои командировочные, постучал в отеле в номер Лилианы Кавани и вручил ей букет за снятого в 1974 году «Ночного портье»).

    27 апреля 2010 | 19:29

    Вопрос: что влечет за собой жестокость? Ответ: боль. В жестокости нет ничего, кроме жестокости — однозначно… Но человек — такое удивительное создание, что даже из насилия он способен извлечь любовь.

    Когда у чистой и наивной девочки наступает время любить, она может полюбить, кого угодно. Кто под руку подвернется… Хоть фашиста. Такова прекрасная и ужасная женская природа. Тем более если жизнь никого больше не предложила. Героиня, оказавшаяся в концлагере, невольно начинает любить своего ласкового палача… сначала из чувства самосохранения, пожалуй, далее — бессознательно, а затем — страстно. Известно, что первый сексуальный опыт является определяющим в жизни, неким клише. Клише для Лючии оказалось столь ярким, что случилась любовь на всю жизнь…

    А какие еще могут быть впечатления в фашистском логове? Только яркие, конечно… Макс же — пусть весьма странным образом, но он ведь спас Лючию от возможной гибели — на войне, как известно, все средства хороши… Сам того первоначально не желая, спас и полюбил девочку свою… Вот так: дважды два стало пять, получилось самое великое из всех чувств…. Из очень странных, непривычных ингридиентов — а вышла любовь… Именно любовь. Которую каждый из тех, кто считает себя нормальным, назовет патологической. И будет прав, конечно. Но какой эпитет и определение к любви ни приставь, а слово любовь останется определяющим…

    Смелое и честное кино. История, расказанная без приукрашательств. Кино без чистоплюйства. Как было — так и показали…

    Конец фильма поистине милосерден.

    1 июня 2011 | 18:17

    История любви бывшего нациста и его жертвы, случившаяся в Вене в конце 50-х, снятая женщиной-режиссером. Основная мысль ясна и понятна: мол, извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду (с) Любое проявление любви имеет право на жизнь, любая ее форма должна быть оправдана, но в ханжеском обществе выживает только стандарт. Ключевое слово в данном случае, «любовь». Но только вот я как раз не уверена, что это любовь. И что-то мешает мне проникнуться этим действом, оно вызывает несколько гадливое чувство.

    Опять же я не назвала бы это фильмом об извращениях. Все, что добровольно принимается и той, и другой стороной — это уже дело тех двоих (троих, четверых и всех остальных, кого они пожелают пригласить в свою постель и жизнь). И есть же, наконец, стокгольмский синдром и прочие родственные ему садо-мазо. Это не извращение, это болезнь. Многие режиссеры пытались вспахать поле, засеянное господином Фрейдом. Но меня смущает фон. Как брошенная кость на потребу публике.

    Отношения героев друг с другом и окружающими укладываются в формулу: и хочется, и колется, и Гитлер не велит. Но в фашизме и его зверствах нет ничего изысканного, утонченного и чувственного. Не надо делать из него предмет для сексуального фетиша. Покажите мне человека, которого возбуждает нагота узников «Аушвица». Я не верю в раскаявшихся эсэсовцев, которые аккуратненько хранят в шкафу свою отглаженную форму.

    Довольно театральна сцена сговора бывших фашистских палачей, рассуждения про память, свидетелей и заметание следов — детские игры в шпионов. А ретроспектива концлагеря — просто театр кабуки какой-то.

    Слишком постановочно выглядит разговор с графиней: дескать, «я встретил свою девочку», но «это не романтика, а библейская притча». Новая Саломея потанцевала — и получила в подарок голову. Ах, какая изощренная игра ума и фантазии!

    Он ее так любит, что постоянно делает ей больно. Она тоже та еще овечка, вы заметили? Это странно для сломленной пытками и унижениями женщины.

    Мне жаль актеров — хороших актеров! Невозможно естественно сыграть фальшивую историю. И если Рэмплинг еще воспринимается местами, то Богард неубедителен совершенно.

    Лилиана Кавани пыталась снять кино о странностях и травматологии любви. На мой взгляд, у нее не очень получилось. И особенно раздражает, что это подано под соусом «произведение искусства». Если это и произведение искусства, то оно такое же мёртвое и холодное, как фризы Парфенона, выломанные некогда лордом Эльджином, оторванные от естественного контекста — греческой почвы, зеленой травы, солнца и увезенные под темные своды музея в промозглую Англию.

    PS: Единственный сильный момент в фильме, который меня тронул, это отчаянная просьба Лючии к мужу: увези меня! Это было похоже на правду. Женщина, которая за себя не ручается, которая способна наделать глупостей, хватается за последнюю соломинку. И мужчина, который слышит и чувствует свою женщину, схватил бы ее в охапку и рванул прочь, плевав на контракты. Потому что это не блажь и не шутка. Маленькое такое зерно в океане мОрока.

    23 февраля 2013 | 18:19

    «Ночной портье» — самый, наверное, главный фильм Лилианы Кавани. И вряд ли кто-то сможет сказать о нем лучше, чем она сама — в своих интервью, поясняющих его тему, его предысторию. Мне кажется, прочесть их должен каждый, кто собирается посмотреть его впервые, да и заново — тоже. Не поленитесь, найдите их в сети — они стоят минут, отведенных на чтение, и дают пищи для размышлений много больше, чем для анализа одного кино.

    За годы существования вокруг «Ночного портье» собиралось много и стереотипов, и предрассудков. Самый главный — это, конечно, пресловутая тема садомазохизма, вплетенная в эстетику СС. Ну что тут сказать? Конечно, она есть, эта эстетика — и в первую очередь потому, что никак не уйти от того факта, что, несмотря на длинный список преступлений, совершаемых людьми в форме СС, сама одежда не стала от этого менее красивой — эта форма действительно очень привлекательна. Но когда каким-то непостижимым образом недалекие зрители считывают исключительно визуальную картинку без наполнения смысловым подтекстом, меня тошнит — как и от любой дурной фальши, в общем-то.

    Забудьте все идиотские стереотипы. Забудьте все, что вы о нем слышали. Это история двоих — трагическая история двоих, не сумевших в конце концов переступить через собственную суть и вписаться в лицемерие мирной жизни. Это история о том, как война калечит — без единой пулеметной очереди в кадре, без линии фронта. Посмотрите на чудный дуэт Шарлотты Рэмплинг, ставшей одной из любимых моих актрис, и Дирка Богарта. И самое главное — поймите, что все это было.

    Подтверждение — в тех интервью, в тех рассказах Кавани, которые заставили ее снять такое кино. В тех букетах, которые на развалинах концентрационных лагерей выжившие заключенные оставляли своим мертвым палачам. В десятках постыдных историй, изменивших навсегда тех, кто запутался в их сетях. Сколько их было всего, людей, скрывающих тайны о своем прошлом — но отличие (и величие, и трагедия) этих в том, что забыть они не хотят — потому что эти истории были, были! Люди могут быть такими. Люди бывают такими. Это и есть правда — перед лицом страха, перед лицом смерти, тогда, когда человек становится собой. Забыть это — значит умереть. Сколько таких женщин ушло в добровольную ссылку, отгородившись от всего остального мира, страстно желавшего перестать помнить и прошлое, и их самих, как его свидетелей. Для скольких из них жизнь навсегда осталась там, тогда? И кто из них, если бы вдруг оказалось, что тот, другой — жив, сколькие их них поступили бы так же, как героиня Рэмплинг? Мне кажется, что все.

    Голодные глаза Лусии (Шарлотты). Прекрасная Вена. Сумерки, угасание. Хождение по краю. Страшная и честная, восхитительно сыгранная история любви. Шедевр.

    29 сентября 2013 | 09:04

    Фильм бы снят еще до моего рождения. И, честно сказать, я была поражена увиденным. Картина ни сколько не устарела. Отношения между людьми вечны. А вот какими они могут быть, это уже другой вопрос.

    Нацизм через судьбы двух людей, когда-то стоящих по разные стороны системы. Кем они стали теперь, смогли ли пережить и забыть прошлое…Поразила игра Ремплинг — настолько глубокая передача внутреннего мира просто завораживает. Дирк Богард убедителен на 100%. Отлично показана героями тонкая психология взаимоотношении на грани истерии.

    Что связывает людей, понимающих друг друга на уровне инстинктов? Что не могут даже заглушить годы? Что, все равно, рано или поздно всплывает из памяти? Любовь. Основная нить здесь — психология двух людей в различных обстоятельствах.

    В фильме столько оттенков чувств, что даже сразу не можешь осознать свое отношение к происходящему. Однозначно могу сказать одно, картина шедевральна.

    10 из 10

    14 июля 2009 | 20:16

    Однозначно я не сроднюсь душой с теми, кто готов романтизировать психическую болезнь. А роковая страсть между мучителем и его жертвой — типовой пример из учебника по психоанализу, а уж пальчики во рту — это просто Фрейд прописал. И какой фон выбран для этой истории — война, концлагерь или еще что — не имеет значения. Макс — экзальтированный дегенеративный маньяк, а Лючию сломало то, через что ей пришлось пройти. И что им еще остается, с этим отпечатком опустошенности, как не ломать страсть на костях? Они и так уже мертвы.

    Да и где вообще фашизм в этом фильме? В кадрах из лагеря, больше похожих на постановки по Блоку, или в мелькающей изредка форме СС? Это смешно.

    Сеансы групповой психотерапии у бывших офицеров СС — совершенно отдельный нелепый фарс. Как будто они испытывают вину.

    Поистине прекрасна в фильме только фантастическая Шарлотта Рэмплинг (в моем внутреннем рейтинге она даже обходит Эммануэль Сенье в «Горькой луне»), но все остальные актеры/персонажи тошнотворны. Местами мерзко смотреть, как обрюзгший Макс своими гадкими пальчиками-сосисками к ней прикасается. Но на то она и богиня, чтобы возносить над обыденностью все, что вокруг нее происходит — например, этот странный фильм, ставший классикой вопреки всему.

    13 октября 2011 | 17:56

    Я всегда считала, что отношения садиста с мазохистом — это что-то особенное. Даже более особенное, чем сотрудничество двух полноценных неполовинок, чем дружелюбные отношения проститутки со своим сутенёром… Хотя раньше думала: «Как это странно — хотеть кому-то подчиняться, жалко, никогда этого не пойму», — очень было интересно, почему Милхаусу нравится быть «шестёркой» Барта. Потом оказалось, что подчиняться хочется не кому-то, а определённому человеку, и это на самом деле отличается от того, что мы можем встретить на каждом углу. Обычно людьми движет влюблённость — часто вообще ничем не объясняющееся влечение к тому, кто просто в нужный момент оказался в нужном месте. Желание стать нижним партнёром появляется не настолько внезапно, и оно не может возникнуть по отношению абы к кому. Человек должен восхищать, вызывать уважение и трепет, желание в чём-то быть похожим на него. На этом человеке уже давно лежит какая-то огромная ответственность, с которой он справляется, поэтому пассив не чувствует неудобств, эгоистично желая навязать ему ещё и себя.

    Вообще, всё это, хоть и другими словами, отлично описано в Википедии. Единственный минус этих необычных отношений (хотя и относительный) — это что нижний партнёр через какое-то время таких постепенно перестаёт быть личностью. О нём заботятся, за него почти всё решают, и так как он уже заранее убедился, что на «верхнего» можно положиться, «нижний» может даже перестать думать, а просто расслабиться и безоговорочно подчиняться тому, кому безгранично доверяет, быть полностью в его власти. Со стороны это кажется каким-то противоестественным кошмаром, но, будьте уверены, такой «нижний» счастливее всех вас, вместе взятых.

    Мне кажется, именно это и произошло с героиней «Ночного портье» (плавно перехожу к самому фильму): сначала она ещё подавала какие-то признаки характера, но потом при взгляде на эту парочку я видела только Макса. У Лючии появилась возможность уйти в себя.

    Но всё по порядку. Прочитайте краткое описание. Складывается ощущение, что нам предлагают посмотреть жёсткое наци-порно… Во-первых, не всё так сразу. Во-вторых, не всё так просто. В-третьих, там совсем немножко «наци» и вовсе нет «порно». Оставаясь наедине, герои практически не используют слова, но при этом понятны мотивы их действий и чувства, которые они испытывают.

    Актёры здорово играют, особенно мне понравился Дирк Богард, сильно смахивающий на нашего Дмитрия Анатольевича, а в некоторые моменты — и на Дина Стокуэлла (и даже Тилля Линдеманна, но это, думаю, лично мои ассоциации). Когда Макс задумался — он действительно выглядит задумчивым, когда он сдержанно недоволен — он и правда выглядит сдержанно недовольным, когда он счастлив — ему нет необходимости что-либо говорить, чтобы зритель увидел это счастье. Хотя его разговор с актрисой на эту тему — это нечто. Чувства настолько переполняют его, что ему необходимо поделиться новостью о том, что он нашёл «свою маленькую девочку». Его слова «И никто не смеет к ней прикасаться!» звучат довольно иронично, если учитывать, при каких обстоятельствах они познакомились, и что он сам с ней делал. По сути, это ведь он сделал её такой. Если она и правда была очень молода, то этот опыт изменил всю её жизнь. Думаю, уже изначально у неё были тенденции к такого рода отношениям, потом «доктор» Макс сделал первый шаг, она очень боялась, но со временем ей это понравилось.

    На постерах чаще всего изображают Лючию в фуражке, чёрных перчатках и каких-то штанах с подтяжками, как будто это самый крутой эпизод в фильме. Я с этим не согласна. Пела она там какую-то тоскливую фигню (возможно, если бы я знала, о чём эта песня, я бы так не говорила, но…). На свете полно отличных немецких песен (что за песня в «Моём фюрере»?), а в этом отличном фильме звучит что-то скучное, даром что на немецком. Движения её тоже какие-то… не очень — эротическая танцовщица, называется… Единственное, что мне понравилось — это итог этой сцены. Макс сделал ей подарок. Когда-то ранее она попросила его, чтобы он перевёл заключённого, издевавшегося над ней, а он отрезал заключённому голову и презентовал её Лючии.

    Я хочу сказать, что были другие моменты, заслуживающие большего внимания. Например, про то, как Лючия заперлась в ванной, разбила об пол возле двери флакон духов, а потом открыла дверь. Она знала, что Макс босиком. Зачем она это сделала? Может, несмотря на то, что она обожает его, ей хочется хоть как-то отомстить за то плохое, что было в прошлом. Или же это простое «Накажи меня за это». И, может, это желание ещё раз проверить, насколько её хозяин силён, вспомнить это. Сцена вызывает очень много мыслей, отчасти из-за того, что в ней нет слов.

    Часто садистов и, тем более, нацистов, показывают чисто отрицательными персонажами. У них нет привычных для обывателей чувств, они полностью извращены и кричат и причиняют боль, просто потому что им нравится доставлять людям дискомфорт, как будто они самоутверждаются за счёт этого. Но это всё равно что сказать, что Гитлер — бесчеловечная сволочь и ничто большее, раз он учинил геноцид. Редко когда упомянут, что при этом он любил животных, являлся героем самой романтичной в мире истории любви и в молодости имел самую обыкновенную мечту. Не могу также не вспомнить бессмертные кадры, где он подыгрывает ребёнку, протягивающему ему для рукопожатия не руку, а ногу. У медали две стороны.

    В «Ночном портье» это хоть немного показано. Макс приковывает Лючию цепью, чтобы её не могли увести те, кто разбирается с его судебным делом, а она смеётся, спрашивает, что, если они придут с досье. На её месте я бы поинтересовалась насчёт другого: что, если они отпилят руку, но сейчас не об этом. Макс кричит, приказывает ей прекратить смеяться, но при этом им движут совершенно понятные чувства: волнение за неё, нежелание расставаться с ней. Ему даже думать об этом страшно.

    Меня едва ли не впервые в жизни не тошнит от слов «Я люблю тебя». Эти слова испорчены веками и всякими придурками, не вкладывающими в них никакого смысла, да, но всё же есть редкие случаи, когда они звучат уместно и так, как надо.

    «Ночной портье» — фильм серьёзный, но не пафосный. Хочу сказать, что для меня он стал самым лучшим фильмом на мою любимую тему. Правда, есть ещё «La svastica nel ventre» (Nazi Love Camp 27), но я не могу их сравнить: они разные.

    Жаль только, Макс ни слова по-немецки не сказал.

    10 из 10

    5 сентября 2009 | 23:50

    Фашистская Германия потихонечку уходит в историю в самом прямом смысле этого слова. Все меньше становится свидетелей, непосредственных жертв, ветеранов. Гитлер наравне с Че Геварой давно превратился в бренд и набор стереотипов. Можно уже говорить о масс-медийном клише «вселенского зла» — свастике и усиках. И одновременно с этим эпоха толерантности принесла очеловечивание рядового фашистского солдата.

    Первое из экранного, что приходит на ум — это, конечно же, Список Шиндлера Спилберга или Пианист Полански, ну а для чуть более искушенных — Чтец Стивена Долдри. В определенной степени приближения все эти фильм об одном и том же и являются, безусловно, талантливыми картинами, но если сравнивать с Ночным портье, то в остроте они проигрывают. Возможно, что после 90-х заточка уже не та, а может со времен 74 года Ночной портье много раз сталкивался с твердыми породами и стал таким острым, что поражает в самую глубину сердца.

    Происходит это не из-за киношных или жанровых уловок, из-за правды пусть стилизованной и сильно сконцентрированной. Тем не менее Ночной портье имеет полное право называться психологической или скорее психопатологической драмой. Итальянка Кавани заглядывает в загадочную немецкую душу до самых потаенных и местами весьма пугающих темных закоулков. Впрочем, не только немецкая душа подвергается препарированию, но так же и еврейская, а если обобщать — то и женская тоже.

    На экране мы имеем горсту бывших фашистских офицеров, которые хотят продолжать существование. Что вообще характерно для любого живого существа. Офицеры проводят собрания, которые то ли суды над самими собой, то ли психологические тренинги в стиле Анонимных алкоголиков, а местами — просто заметание и уничтожение улик былых «подвигов». Они оправдывают себя, очищаются, а в глазах… нет не раскаяние скорее ужас.

    Главный герой Макс — тоже из этой кучки. Он так же существо живое, только иного толка. Макс — хочет существовать ночью, ему противен свет, он прячется в норах гостиницы или своей квартиры. У Макса тоже нет раскаяния у него ужас, ужас, который возвращается с солнечным светом.

    Девушка Лючия — бывшая заключенная концлагеря. Лючия познала в заключении странную связь и страсть. Сначала ей казалось, что страсть ушла и была заменена рутиной обычной жизни. Но как только появляется возбудитель того самого чувства, а по совместительству и мучитель — все возвращается. Девушка Лючия больше не владеет собой, она как самка вопит о своем желании. Самец (Макс) на месте, впрочем, он подвержен той же самой страсти.

    Макс и Лючия продолжают играть в игру, которую они прекратили вроде бы навсегда. Правда, условия уже изменились. Нацисты и Лолиты их любящие этому обществу больше не нужны. Нужны только бывшие нацисты, которые собственно и являются той силой, которая обрекает на гибель вновь вспыхнувшие чувства.

    Да этот фильм не про людей, он про живых существ, похожих на людей. И эта цепь, на которую сажает Макс Лючию. И поиск еды в собственном помойном ведре. И, наконец, сама Лючия. Она то стоит в коленолоктевой позе, то словно волчонок мечется по комнате, то мяукает. Все это говорит: здесь царство не людское — звериное.

    Пожалуй, единственный из всех героев, который похож на человека — это дирижер, муж Лючии. При этом — он самый скучный в картине.

    Кавани не оправдывает или осуждает действие своих героев. Она говорит о другом — о системе, о строе, о тоталитаризме, наконец. Ночной портье — это фильм об испорченных душах, испорченных до такой степени, что уже обратно их не восстановить. Это фильм о том как фашизм может преобразовать человека, нет не в сверхчеловека, а наоборот в недочеловека. Система рухнула, а созданные ею монстры остались. Они продолжают вскидывать правую руку и радостно кричать «Зиг хайль» и не потому, что они этого хотят, а потом что уже ничего другого кричать не могут. Но повторюсь еще раз — Ночной портье не оправдание, скорее исследование или даже некая констатация.

    Констатация, переданная языком женского кинематографа, в каких-то совершенно чувственных и садомазохистских красках. Последнее конечно смущает, но не увидеть за всей эстетикой и условностью четких линий антифашизма может только невнимательный или ленивый зритель.

    9 из 10

    12 мая 2010 | 00:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    190.ИллюзионистThe Illusionist8.134
    191.Я – СэмI Am Sam8.132
    192.Золотая лихорадкаThe Gold Rush8.132
    193.Поющие под дождемSingin' in the Rain8.132
    194.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.129
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.ПосвященныйThe Giver90.72%
    52.ДеткаLaggies90.71%
    53.Седьмой сынSeventh Son90.68%
    54.СеренаSerena90.68%
    55.Сен Лоран. Стиль это яSaint Laurent90.62%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy26
    Руки1
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In11
    Любовь и голуби58
    УликиEvidence34
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.494
    ГераклHercules6.313
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.540
    Домашнее видеоSex Tape5.845
    Король сафариKhumba5.817
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры