всё о любом фильме:

Пятница 13-е

Friday the 13th
год
страна
слоган«You may only see it once, but that will be enough»
режиссерШон С. Каннингэм
сценарийВиктор Миллер, Рон Кёрц, Шон С. Каннингэм
продюсерШон С. Каннингэм, Элвин Гейлер, Стив Майнер
операторБэрри Абрамс
композиторГарри Манфредини
художникВирджиния Филд, Роберт Тополь, Карон Коплан
монтажБилл Фреда
жанр ужасы, триллер, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  14.8 млн,    Германия (ФРГ)  620.5 тыс.,    Франция  603 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Номинации:
Их предупреждали… Их прокляли… В пятницу, 13-ого… их уже ничего не спасет… Уютный лагерь «Хрустальное озеро» вновь открывается! Вожатые ожидают летнюю смену, приготовив для юных гостей увлекательные мероприятия и забавные игры.

Правда, появилась новая игра, о которой вожатые еще не знают: она будет пользоваться большой популярностью в этом сезоне. Игра называется — «Убей вожатого!».
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
58%
29 + 21 = 50
5.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Летний лагерь, использовавшийся для съёмок фильма, расположен в Нью-Джерси и называется Camp Nobebosco.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, когда безжизненное тело Бренды влетает в окно дома, в качестве каскадёра снимался сам постановщик спецэффектов Том Савини.
    • Всего в фильме убито 10 человек.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, где убийца убивает Джека, на шее у актера видно накладку.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 4.0/10
    Никто и не предполагал, что окажется столь популярным вышедший 9 мая 1980 года (надо ли говорить — это была пятница, пусть и не 13-е!) ничем особо не примечательный фильм ужасов о кровавых убийствах во вновь открытом в 1979 году летнем подростковом лагере у Хрустального озера. Там ещё в 1957 году утонул парень по имени Джейсон, а уже спустя год начали происходить непонятные убийства, совершаемые, по всей видимости, из чувства слепой мести. Весьма скромный бюджет этой ленты, который исчислялся суммой в размере всего лишь $700 тыс., был превзойдён в кинопрокате в 57 раз (!), что и позволило впоследствии на протяжении двух десятилетий создать бесконечную серию картин — всего их вышло десять. А одиннадцатой следует считать «Фредди против Джейсона», где произошло скрещение с ещё более известным «циклом ужасов» — «Кошмар на улице Вязов», которому лучше отдать предпочтение, если уж выбирать между ними двумя по степени интересности, оригинальности и необычности испытываемых страхов. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 847 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В 1974 году Тоуб Хуппер снял Техасскую резню. Финальная сцена с Кожаным лицом стала в каком-то смысле культовой, а сама идея о безумной семье людоедов была неплоха, но кому нужен дешевый фильм ужасов, который станет культовым только через 15 лет. Четыре года спустя Карпентер выпустил Хэллоуин, ставший «первым» слэшером в кино; только вот первый — не значит лучший.

    Никогда бы не подумал, что 3 часть Пятницы 13 сыграет рекламу всем остальным частям, включая первою. Хуппер и Карпентер надрывались, делая более-менее смотрибельные ужастики, где в одном слабоумное чудовище с бензопилой разделывает инвалида, в другом сбежавший псих молча смотрит на подростков, а Каннингэм протыкает парню горло стрелой. И всё. Эта будет единственная сцена в Пятнице 13, где можно увидеть гибель жертвы и насладитсья ею. Смерти другого расходного материала останутся за кадром. Хотите увидеть финальную битву с боссом — дождитесь пока главная героиня Элис сыграет в догонялки с злодеем, регулярно оглушая его, но не добивая.

    От первой части мало что можно получить. Красочные смерти? Саспенс? Умные персонажи? (этот пункт можно пропустить) Нет и нет. Маньяк меточдично зарубает, как скот, тинейджеров, а потом самая везучая особь зарубает его. Стандартная схема в любом слэшере, только здесь подана она безвуксно и неинтересно. Смотреть стоит только ради сцены со стрелой и очень даже приличного финала, навеянный создателям фильмом Кэрри.

    Как я уже сказал про Хэллоуин Джона Карпентера — первый, не значит лучший. С Пятницей 13 та же беда — простой проходной ужастик за 700 тысяч долларов, которые больше потратили на актерский состав или просто пустили по ветру. Возвеличивать бы его я не стал. Хотите посмотреть что-нибудь про то, как потрошат подростков в лагере Лазурное озеро — посмотрите другие части Пятницы, особенно 3 и 4 части или ремейк.

    9 марта 2015 | 03:27

    Сегодня прекрасный дождливый день, и мы приветствуем Вас на этой красной дорожке, надеюсь, вы так же взволнованы, как и ваш покорный слуга! Все же не каждый день столь известный проект празднует 33-й день рождения! К нам продолжают прибывать знаменитости. У старины Фредди мы уже взяли маленькое интервью, а вот на красной дорожке появляются закадычные друзья Майк Майерс и Кожаное Лицо! Они все еще пробуют привлечь продюсеров к их возможного кроссоверу… И да, вот и он, наш именинник, Джейсон Вурхис, выходит из лимузина, поправляет новую трендовую маску, подаренную руководством Detroit Red Wings! Зачем она ему на показе первой картине, спросите вы, ведь одел он ее аж в третьей, но, в самом деле, не отказываться от своего денежного бренда ради мелких деталей?.. Джейсон, Джейсон, пара вопросом от МТВ! Что вы чувствуете, находясь здесь, после столь долгого пути в бизнесе? Вы жалеете, что это не увидит ваша мама? Да, мне тоже жаль, что ее не отпустили из Ада даже ради такого случая, хотя их маркетологов тоже можно понять, ведь символ франшизы вы. А что вы скажите о новом ремейке? Охохо, не думаю, что мы сможем показать это в эфире. Что ж, не буду вам мешать, увидимся после сеанса!..

    Спрятанный в деревьях детский лагерь, слабо одетое подрастающее поколение, неуловимый кровожадный маньяк и праздник насилия, пытающийся втиснуть в кресла кинотеатра заглянувших на огонек зрителей. Фабула проста, как забитый в череп гвоздь, пусть способная испугать разве что совсем нервных или юных особей. Таинственный инквизитор, вступающий в борьбу с мнимой аморальностью современной молодежи, доводящий до абсурда ханжеские ценности и созидающий необычную подоплеку старой, как мир теме «мстя моя будет страшной». На месте и ставшие классикой шаблоны о вреде в «ужастиках» добрачного секса и легких наркотиков, с бонусным зловещим стариком, пророчествующим смерть. Протагонисты во многом все те же налитые кетчупом манекены (молодой Кевин Бейкон в дополнение), оглашающие лес акустическим шумом, но за ними интересно наблюдать, параллельно делая ставки, кто из героев «склеит ласты» и, по желанию, в какой способ. И даже немного жаль, когда очередную наделенную милой внешностью жертву пронзает холодная сталь. Фильм развлекает, живописно раскидывает по локации трупы и щедро брызжет красным, дарует первобытную радость, схожую с той, ради которой древние римляне ходили глазеть на бессмысленное убиение гладиаторами своих коллег.

    Печально, но приближаясь к своей развязке, фильм все чаще применяет клоунский колпак. Хрупкая девушка с мастерством опытного палача одни ударом мачете отсекает голову. Конечно же, убийца, с легкостью расправившийся с десятком людей, в том числе здоровыми мужиками, внезапно испытывает непреодолимые трудности в попытках нанизать на нож главную героиню. Словно некий рок, обидевшись, что кровавые жертвы принесены не ему, ставит душегубу палки в колеса. Глуповатые законы жанра, ничего не поделаешь. Как апофеоз, вдохновенный «Керри» эпизод обмазанного тиной и зеленью Джейсона. Камео могло сойти за игрой со зрителем, переплетая в себе мистическую реальность и бредовый шок героини, не будь оно так глупо преподнесено. Трагическая история о человеческом безразличии и халатности окончательно тонет под попытками сделать Нормана Бейтса наоборот, со скверной пародией на детский голосок и словно натянутой неудачной пластикой улыбкой.

    Где только впоследствии не оказывался поп-звезда Джейсон после очередной безрезультативной долбежки башкой в адские врата, поменяв подобие водяного на цивильную одежду и хоккейную маску. Даже попробовал себя в благородной профессии космонавта. Наверное, что-то все же есть в этих печальных глазах за маской, если он все так же продолжает время от времени продираться сквозь могильный холод на потеху публики. Занятное достижение для громилы, который по-настоящему даже не появляется в первом фильме. Тем удивительной при, скажем честно, не самой высокой художественной ценности картины. Нет здесь ни ироничной фантазии «Кошмара на улице Вязов», ни умелого саспенса «Хэллоуина», ни даже эффектного хаоса «Техасской резни бензопилой». Куда более прямолинейный, чем старший и менее популярный собрат джалло, лишенный его же визуальных изысков, сей простой наследник эксплуатейшена, волей случая запал в душу зрителей и насмерть сросся с современной хоррор-культурой. Со всего размаху ударившись о свежий бетон истории слэшеров, «Пятница, 13-е» оставила столь глубокий отпечаток, что он преследуют «ужастики» и поныне.

    11 сентября 2013 | 11:29

    Справедливость требует отдельной рецензии на каждую часть «Пятницы». Но этого не будет. Во-первых, «Пятниц» наснимали аж десять штук, все рецензировать просто запаришься. Во-вторых, они все похожи, как две капли крови. Ах нет, в восьмой части резню перенесли на круизный лайнер, а в десятой вообще идет космическое рубилово, на зависть Чужому. Но это всё, право, мелочи.

    Суть сериала простейшая. В каждой серии группа сексуально озабоченных тинейджеров приезжает в летний лагерь на бережку красивого озера — чтобы повеселиться на природе, побухать, потрахаться. Но с весельем постоянно случаются обломы — из-за здоровенного маньячины в маске, бродящего в чаще леса. Маньяка зовут Джейсон Вурхис, он исправно режет всю эту надоедливую молодежь, пасуя лишь перед самыми положительными героями.

    Когда-то приличные слэшеры. сейчас «Пятницы» смотрятся довольно убого. Интересной истории в них нет, за этим к «Пиле». Визуальной изобретательности нет, за этим к «Кошмару на улице Вязов». Черного юмора тоже нет, за этим к «Крику». Есть убийства, много-много убийств. Но все они не слишком жестокие — мачете полоснул по горлу, и всё. Разве что в последних частях кетчупа налили больше. А как насчет Джейсона? Такой же интересный злодей, как и какой-нибудь зомби — молчит, эмоций не проявляет, знай себе прется вперед. Скучно!

    Актерская игра в каждой «Пятнице» убога, режиссура не лучше. Похвалить франшизу можно за хорошую обнаженку (не в каждой части, но в «Пятницах» 5 и 9 она была диво как хороша), красивую природу, вкрадчивый саундтрек и местами проклевывающийся саспенс.

    А первая часть лучше прочих будет. Там ещё и злодей совсем не Джейсон, а кое-кто другой. И режиссер хоть как-то пытается напугать. Сиквелы же являются простым высасыванием из пальца не слишком качественной идеи.

    20 августа 2013 | 21:33

    В 1980 на экраны кинотеатров вышел фильм «Пятница 13е» Шона Каннингема, который вдохновился такими лентами, как «Кровавый залив» Бавы старшего и «Хеллоуин» Карпентера. Слэшер (от слова слэш, что есть разрез или удар сплеча) — получился знатный, ничем не хуже работ на туже тему от Хупера или того же Кларка. Спецэффекты создавал «Секс-Машина» Савини, его можно даже увидеть в кадре в женском платье, так как он примерял на себе роль каскадера. Работая за копейки он включал свою фантазию и придумывал как бы эффектней прикончить героев. Особо удалась ему смерть героя Кевина Бэйкона ("Дрожь земли», «Спящие «), — неожиданно и оригинально сделано.

    По сюжету, в пятницу тринадцатого вожатые обустраивают летний детский лагерь. Все бы хорошо, купание в озере Кристал-Лэйк, песни под гитару у камина, игра в монополию на раздевание, пиво и травка. Но в полнолуние сексуально озабоченных подростков начинает кромсать таинственный убийца. Личность маньяка, как и в лучших джиалло, раскрывается лишь в финале. Разнообразные убийства окрашенные в белый цвет, доля обнажонки, съемка от первого лица глазами маньяка (впервые в «Топоре для новобрачной «), тревожная атмосфера и талантливо поставленные спецэффекты, музыкальная тема от Гарри Манфредини — все это сопутствовало успеху в прокате, повторив успех ленты Карпентера.

    Продюсер первого фильма Стив Майнер (создатель «Чернокнижника» и «Хеллоуин 7 „) стал режиссером следующих двух продолжений. Использовав «один в один“ сцены из „Кровавого залива“ и первой «Пятницы», он вывел на первый план персонаж Джейсона Вурхиза, и радикально изменил его имидж. Вурхиз стал сначала щеголять в пижонском мешке на уродливой голове, во второй части. А для стереокинотеатров в третей обрел хоккейную маску с красными полосками (у «неправильных героев» маска с синими), но тут же испортил вещицу попав под топор. Есть основания полагать, что и маска тоже пришла из другого фильма ("Один в темноте» Джека Шолдера, режиссера второго «КнуВа «), но с этим все не так очевидно.

    В четвертом эпизоде, роль «способного ученика™" сыграл тринадцатилетний Кори Фельдман ("Останься со мной», «Пропащие Ребята „), похожий образ через несколько лет будет у одиннадцатилетней Даниэль Харрис в роли племяшки Майка Маерса. Начинается все — ставшей традиционной и на этот раз вкусной подборкой смачных кадров из предыдущих лент. А вот со спецэффектами Савини откровенно схалтурил, поэтому получилось шаблонно (как пролом окна свежим трупом). Джейсон же подражает живучему Бугимену из психушки «Смитс гроу“, напялив на себя синий комбинезон. Следующая часть наоборот — радует практически всем, „секс и насилие“ на всю катушку. Хотя и без штампов не обошлось, благо все искусно сплетено.

    Смешные персонажи в истории присутствовали всегда — сумасшедший Ральф с предостерегающими советами, лихо прыгающий толстяк шериф, обжора жрущий корм аквариумных рыбок, хиповатая толстушка хитчхайкер, семейка туповатых реднеков. Но они ничто по сравнению с шестой частью, где авторы вместе с кровавыми ошметками и атмосферой доброго трэша внесли немалую долю черного юмора и стеба. Ну и досадный промах в привлечении малолеток, которых подвезли воспитателям в лагерь, что во-первых, сократило время нянек на различные подростковые развлечения, а во вторых, если рейтинг фильма не позволяет зомби-с-озера их всех зарезать — то зачем тогда вообще их вводить в сюжетную канву.

    После шестого фильма, на ТВ запустили сериал с одноименным названием. По начальной идеи авторов в последнем эпизоде герои должны были найти и уничтожить икону-хорорра и главный артефакт Джейсона — его маску, но задумка так и не была реализована до конца. Разные приглашенные режиссеры мастерили по несколько серий, вышло 3 сезона по 60 минут. Протянули на сезон больше, чем сериал «Кошмары Фредди», стартовавший после третьего «КнуВа». Следующий, седьмой по счету, полнометражный фильм снял мастер по спецэффектам Карл Бюхлер (ставивший их для лент — «КнуВ 4», «Хэллоуин 4 „). Здесь появился самым «долгоиграющий“ исполнитель роли Джейсона — каскадер Кейн Ходдер, он вошел в образ на целых четыре картины.

    Всплыв со дна Кристального озера, под воздействием телепатической силы очередной сумасшедшей, поправляющей свое здоровье на водах, Вурхиз так и ходит весь фильм с цепью на шее. И вроде все по правилам, и классический «маневр Джейсона Вурхиза» (© Samael), и вечная мелодия Гарри Манфредини, но блеклые убийства, странное противостояние — Джейсон vs. «Воспламеняющая Взглядом™" и бредовый финальный кунштюк от сценаристов — сильно снижают впечатления от просмотра. Весьма занимательное продолжении развивается на шхуне с выпускниками плывущей в Нью-Йорк. Вурхиз глубоко дышит, получает в глаз ручкой самого Стива Кинга и смело практикует безумную боевую тактику Андрея Кочергина.

    Девятый фильм явно конкурирует по идиотии с шестой частью, так как большей ахинеи в серии еще не было. Чистый трэш, без гогота смотреть не возможно. Сценаристы работая, видно употребляли что-то очень ядреное, да пересматривали «Реаниматора», «Нечто», «Зловещих мертвецов», «Экстро», «Кнув» и «Байки из склепа „; а вот духа «Пятницы“ тут мало. Ходдер наличествует уж в трех ипостасях — Вурхиз, охранник, и рука Фредди Крюгера. Спустя четыреста лет, в десятой части, замороженного в криогенной камере главгада находят персонажи сериала „Андромеда“ и забирают с собой в космос, где Джейсон получает милый апгрэйд. Попутно взрывают космическую станцию «Солярис» и протыкают шестом Дэвида Кроненберга; маразм крепчает.

    Серию выпускала студия «Paramount Pictures», создавались кинокомпании «Jason Inc.» и «Crystal Lake Entertainment Inc.». С девятой части основные права перекупила студия «New Line Cinema», у которой был Фредди, что и подтолкнуло к появлению кроссовера. На данное время, чтобы не отставать от «Dimension Films», которая наметила ремейк «Хеллоуина» и «Хеллрайзера», «New Line Cinema» подбила компанию «Platinum Dunes» на объявление подготовки ремейков для своих подопечных. Крюгеру ищут сценариста, правда Инглунд видно ограничится лишь камео, так как он «too old for this s[censored]t». А о Джейсоне расскажет не Тарантино, как хотела студия, а Маркус Ниспел ("Трб», «Следопыт «).

    24 февраля 2008 | 17:53

    Мы уже все знаем, что Шон Канингем, снимая эту ленту, решил просто подзаработать на славе «Хэллоуина» Джона Карпентера. Но неожиданно фильм стал, я бы сказал, что более популярнее нежели «Хэллоуин», и даже продолжении этого фильма были более успешными, нежели опять таки «продолжении «Хэллоуина»

    Потом, не зная, что он создал, Канингем взял и продал права на продолжение другим лицам, и я знаю, что он потом об этом сильно пожалел.

    Для нынешней аудитории фильм немножко староват и может быть для тех, кто не очень-то интересуется жанром хоррор, фильм покажется скучноватым.

    Хоть и здесь маньяка играет не сам Джейсон Вурхиз, фильм вполне смотрибелен. Здесь, как и мы знаем, пока что холодным оружием орудует его мать миссис Вурхиз.

    Для фэнов жанра этот фильм и его продолжения всегда считался важным и любимым, и поэтому он занимает достойное место на полке среди других любимых фильмов, как и у меня.

    Приятного просмотра!

    25 февраля 2009 | 18:18

    Самый первый, и думаю, не самый известный фильм, но имевший успех. Скорее всего было так. Идея была снять фильм про маньяка, и в принципе на этом закончить. Но благодаря успеху в свое время, создатели решили продолжить историю намного дальше.

    Фильм не выделяется хорошей игрой актеров, или какими то сюжетными поворотами. Хотя сюжетная часть в принципе занимательна. Он все таки держит, в напряжении. Сама легенда и страшные рассказы у костра, о озере. Очень много было взято из других картин. Авторы этого и не скрывают. Но есть, что то, в старых фильмах ужасов, зловещего и жуткого, в отличие, от того же ремейка 2009 года. Сейчас так не снимают. Если говорить о ремейке, то он больше похож на высмеивающим оригинал, собирательном образе. Следующие продолжения пятницы имели успех, но с каждым новым фильмом становились все хуже. Все что можно было придумать, они применили в фильмах, заглянув даже в космос, и столкнув Джейсона с Фредди. Каждая новая часть становилась пародией на предыдущий. Тем не менее, общая сюжетная линия оставалась. Пятница 13-е, фильм, о маньяке, давший начало кровавой истории Джейсона Вурхиза.

    Не стоит забывать, с чего все началось. Поэтому фильм стоит посмотреть, хотя бы потому что, это теперь уже классика жанра. И он, может даже заставить вздрогнуть. От неожиданности.

    8 из 10

    18 июня 2015 | 18:49

    О таком именитом франчайзе, как «Пятница 13-е» можно много не говорить — каждый любитель ужастиков и так, наверное, давным-давно посмотрел этот фильм и не хуже меня (а то и лучше) знает, чем начиналась вся кровавая эпопея, которая просуществовала более 20-ти лет, обзавелась 9-мя сиквелами и получила право «родиться» заново (уже вышел римейк оригинала, снимается римейк второй части). Поэтому в этой рецензии я просто приведу Вам занимательную статистику, а уже в рецензиях на следующие части начну разбирать всё подробно).

    В общем, совершенно ясно, что «Пятница 13-е» не просто так обратилась в хоррор-сериал с 10-ю частями. Понятно, что кино не будет иметь ТАКОЕ количество сиквелов, если оно не будет нравиться народу (или окупаться). Давайте посмотрим на данные: средний бюджет каждого фильма серии «Пятница 13-е» (не считая римейка — дальше римейк тоже не учитывается) составляет примерно 3 млн. 400 тыс. долларов, каждый фильм в среднем собрал примерно 28 млн. 300 тыс. долларов (т. е. каждый фильм окупался почти 4 раза), общий же доход в долларах от всех 10-ти частей франчайза составляет нехилую сумму, равную 219,5 млн. Тут следует сказать, что римейк, снятый на 19 млн. долларов, собрал в кинотеатрах в этом году свыше 90 млн. долларов, т. е. уже почти половину тех денег, которые собрали вместе оригинальные 10-ть частей.

    Ну а если сказать пару слов о первой части, то следует упомянуть, что в ней, во-первых, Джейсона почти не показывают, во-вторых, тогда ещё знаменитая маска Джейсона, которая у всех киноманов ассоциируется с «Пятницей 13-е», видимо, ещё не была придумана. К слову, сам фильм я посмотрел впервые сегодня — в пятницу тринадцатое.

    Вердикт. Добротное кино, которое не испугает Вас так, как оригинальный «Кошмар на улице Вязов» со своей неповторимой музыкой, но которое испугает Вас по-свойски — своей атмосферой опасности за каждым поворотом.

    9 из 10

    13 ноября 2009 | 23:40

    Нужно быть настоящим неудачником и бездарным режиссером как Шон Каннингэм, что бы так талантливо потратить 700 000$ и снять такой отстойный слэшер, в то время как такие по истине талантливые личности как Тоуб Хупер и Джон Карпентер имея на руках крайне мизерные бюджеты снимали настоящие шедевры ("Техасская резня бензопилой» «Хэллоуин»), но «Пятница 13» — это настоящий провал, близкий к трешу.

    «Пятница 13» не дает никоим образом насладиться и ужаснуться смертям персонажей этого фильма, потому что их гибели просто остаются «за кадром» что вызывает вопрос, зачем тогда вообще смотреть данный фильм если он не удовлетворяет основным потребностям публики? Где собственно зрелище и саспенс?

    Добавьте к этому абсолютно дебильные действия главной героини, которой видно лень добить антагониста фильма, отбегая от него на несколько метров, наивно пологая, что злодей не встанет и не пойдет дальше ее настигать, что выглядит крайне дебильно.

    У данной киноленты был большой потенциал, но присутствие Шона Каннингэма сделало свое дело, испортив в конец такую шикарную идею, пустив на воздух такой солидный бюджет и породив то, что многие называют одним из самых лучших слэшеров за всю историю кинематографа.

    Элементарное заблуждение.

    3,5 из 10

    23 апреля 2012 | 13:49

    Под таким названием вышла рекламная заметка в Variety, примерно за полгода до премьеры слэшера «Пятница, 13-ое».

    Писать рецензии на фильмы 30-летней давности, не то чтобы не интересно, а скорее сложно. Спустя столько лет, все уже давно сказано, и кроме как поделиться своим мнением вроде бы и нечем. Фактом не удивить, словцом не поразить.

    Многие сравниваю «Пятницу, 13-е», с такими картинами, как «Кошмар на улице вязов», «Хеллоун», «Техасская резня бензопилой». И если не брать в счет некоторые обстоятельства, то сходств в этих картинах действительно много.

    Во-первых, это одинаковые элементы сюжета: 1) злодей, терроризирующий округу; 2) подростки, в поисках свободы и беспечных половых связей; 3) один из ключевых героев, который должен выжить в финале; 4) замкнутая местность, откуда выбраться невозможно, и помощи не найти.

    Во-вторых, сборы этих картин, где-то меньше, где-то больше, но превзошли бюджет в десятки раз:

    Хеллоуин (1978) — в 184 раза.
    Пятница, 13-е (1980) — в 56 раз.
    Пятница, 13-е. Часть 2 (1981) — в 21 раз.
    Кошмар на улице вязов (1984) — в 14 раз.


    В-третьих, все три режиссёра, Шон С. Каннингэм (Пятница, 13-е), Джон Карпентер (Хеллоуин) и Уэс Крэйвен (Кошмар на улице вязов), почти ровесники, на тот момент у каждого за плечами было выпущено по 6-8 картин, и привлечь зрители громким именем они не могли.

    Однако если Карпентер работал над «Хеллоуином» на волне успеха пришедшего после предыдущей картины «Нападения на 13-й участок», то Каннингем со своей командой в те годы терпел финансовый крах. Кстати, одним из членов его команды был… Уэс Крэйвен, с которым Каннингем работал в конце 60-хх — 70-хх годов. В 1971 вышла их совместная работа «Вместе», где Каннигем был режиссером, а Крэйвен, продюсером. В 1972 «Последний дом слева», тут их амплуа поменялись местами. Зрители отлично восприняли эту картину, но кинокритики отозвались ужаснейшим образом, обвинив авторов во многих грехах. После этого, Каннингем и Крэйвен решили поработать отдельно.

    Позднее Шон Каннингхэм знакомится со сценаристом Виктором Миллером, вместе с которым они снимут две семейные комедии — «А вот и тигры» (1978) и «Сироты Мэнни» (1978). Увидев, какую популярность заработал «Хеллоуин», Каннингхэм решается создать подобный проект, не скрывая того, что затевает это все лишь ради наживы. Миллер начинает писать сценарий с черновым названием «Долгая ночь в кровавом лагере», но решив, что «Хеллоуин» привлек зрителей броскостью названия, меняет его на «Пятница, 13-е».

    Говоря о сценарии, стоит заметить, что чаще фильмы снимают по мотивам книг и комиксов. С «Пятницей» все вышло наоборот. В 1987 году, автор Саймон Хоук написал официальный роман-адаптацию сценария. А с середины 1990-хх, некоторые издания начали выпускать свои серии комиксов с одноименным названием.

    Сценарий самого фильма Виктор Миллер переписывал с десяток раз. Либо по просьбе Каннингхэма, либо инвесторов, либо студии снимавшей фильм. В итоге, к августу 1979 рабочий сценарий был готов, и, выбрав местом съемок детский лагерь «Camp Nobebosco», который до сих пор работает, в течение 28 дней, был создан фильм «Пятница, 13-ое».

    Сюжет фильма рассказывал историю группы подростков, приехавших в летний лагерь «Хрустальное озеро», чтобы подготовить его к повторному открытию. Повторному, ибо лагерь был закрыт еще в 1957 году, после ряда неприятных событий. Внезапно, один за другим, подростки начинают погибать от рук неизвестного убийцы, до тех пор, пока в живых не остается одна единственная девчушка, сообразительная и смекалистая Элис. К удивлению зрителя, выясняется, что убийцей является некая миссис Вурхиз, пожилая женщина, бывшая работница лагеря, которая мстит за своего сына Джейсона, утонувшего двадцать лет назад по недосмотру вожатых.

    Отдельно хочется выделить музыкальный ряд фильма. По сегодняшним мерка, в картине звучат банально наигранные мелодии, немного однообразные, но всегда подстать ситуации. Я не услышал слабых мелодий. Это либо максимальное драматическое нагнетание, либо веселое комическое, даже мультяшное сопровождение, все конечно от сюжета зависит. Ни о каком симфоническом оркестре речи идти не может. Звучание тяжелое, нудное, протяжное, и оттого предающие всем хоррорам прошлого века особую изюминку.

    Ведь если саундтреком в фильме является вокально-инструментальная мелодия, то само собой, наш мозг пытается прислушаться к каждой нотке, отвлекаясь от сюжета самого фильма. А в монотонных, немного однотипных мелодиях мы ничего интересного не слышим, поэтому мозг полностью фокусируется на остросюжетном моменте, а звуки доводят все до логического завершения.

    Ещё, после просмотра остается очень много вопросов, или даже уточнений, или даже прямого заявления о неточностях. «Пятница, 13-ое» у всех ассоциируется с маньяком в хоккейной маске. И начиная просмотр с первой части, самую характерную деталь всего сериала я не увидел. Более того, и во второй не увижу, там будет белый мешок на голове Джейсона. И таких удивлений я испытал достаточно: непонятно уродство Джейсона, ведь он всего лишь утонул, непонятно зачем блокировать входную дверь мебелью изнутри, если дверь открывается в обратную сторону, непонятна финальная драка на пляже, где нет абсолютно ни какой борьбы (ну хоть пересняли бы эту сцену).

    Не придираться к таким момент, сославшись на то, что это всего лишь ещё 80-ые годы нельзя. Отрубленная голова и порезанное горло, вот те моменты, на которые стоит закрыть глаза, сославшись на техническую составляющую спецэффектов того времени.

    Судить обо всем сериале по 1 серии, конечно же, нельзя, тем более что отзывы о продолжениях оставляют желать лучшего. Но собрать все коллекцию на DVD у себя дома, много стоит. А являясь знатоком всех вышеназванных слэшеров, через пару лет их неведенья, можно устроить себе отличную жанровую киноманскую ночь с Джейсоном, Фрэди Крюгером, Майклом Майерсом и др.

    18 апреля 2013 | 09:43

    Что случиться, если сумасшедшая мамаша, потерявшая сына из-за беспечности вожатых лагеря «Хрустальное озеро», возьмет в руки оружие, и решит утолить жажду мести? Как показал нам Шон Каннингэм добром это не кончится не для кого.

    Начинается «Пятница» довольно не спешно. Молодые вожатые, приехавшие подзаработать в пользующийся дурной славной летний лагерь «Хрустальное озеро» первую половину фильма валяют дурака, совершенно не подозревая, что первая ночь в лагере для большинства из них станет последней (но мы то в этом не сомневаемся, верно?).

    Как только, на закате, первые капли дождя ударяются о землю, охота на вожатых объявляется открытой. Не спеша, со вкусом, так например, хорошенькой девочке Марси вбивают в лицо топор (стоит отметить, что выглядит это невероятно реалистично), маньяк вырезает в лагере всех, кроме Алисы, с которой, по доброй слэшерской традиции все не так просто.

    Вот здесь то и начинается самая сочная часть фильма. Элис, баррикадирующаяся в доме, труп девочки-вожатой Бренды влетающий в окно, внезапный лучик надежды ("Билл! Билл!»), сменяющийся отчаянием. В этот момент раскрывается личность убийцы (Памела Вурхиз, бывшая повариха «Хрустального озера и по совместительству мама Джейсона Вурхиза, маньячины орудовавшего в последующих сиквелах), ставшего главной загадкой фильма. Небольшая передышка, и вот Алиса снова играет в прятки с маньяком. Накал страстей возрастает с каждой секундой, и вот уже финальное сражение на побережье, слетающая с плеч голова миссис Вурхиз, Элис отплывающая от берега на каноэ.

    Ночь закончилась, Элис с отсутствующим взглядом сидит в каноэ по среди озера. Казалось бы все уже кончено, но вдруг уродливый, лешеподобный мальчик выныривает из воды, хватает Элис, и топит.

    Больница. Элис в больнице. 10 кубиков валиума. Никто больше не выжил. Нет, никакого мальчика в озере не нашли. Плохо. Значит он еще там.

    Невероятный фильм. Великолепные пейзажи, красивые актеры, эталонные сцены умерщвления. Правда немного не ясно массовое порицание Бетси Палмер. Роль съехавшей с катушек пожилой дамы-маньячки ей удалась на славу, а от ее безумных глаз, на крупных планах просто мурашки по коже. Фильм безусловно заслуживает внимания, причем не только искушенной ужастиками публики, но и обычными товарищами, не брезгующих кровью и желающих засмотреть вечерком великолепную фильму.

    10 из 10

    15 августа 2009 | 04:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>